всё о любом фильме:

Рассекая волны

Breaking the Waves
год
страна
слоган«Love is a mighty power»
режиссерЛарс фон Триер
сценарийЛарс фон Триер, Питер Асмуссен, Дэвид Пири
продюсерПетер Ольбек Йенсен, Вибеке Винделов, Аксель Хельгеланд, ...
операторРобби Мюллер
композитор-
художникКарл Юлиуссон, Манон Расмуссен
монтажАндерс Рефн
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
США  897.2 тыс.,    Франция  624.4 тыс.,    Испания  390.4 тыс., ...
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время153 мин. / 02:33
Номинации:
Бог дает каждому что-то, чтобы он стал лучше. Молодая девушка Бесс из отдаленной общины на северо-западе Шотландии влюбилась в хорошего парня — Яна, работающего на буровой установке в море. Несмотря на противостояние родственников, они женятся. Бесс просит Бога, чтобы Ян всегда был рядом с ней, и Ян возвращается к ней искалеченным после несчастного случая на буровой. Что может сделать молодая женщина, чтобы ее любимый остался жив? На какую жертву может пойти?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
40 + 6 = 46
8.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На похоронах одного из жителей городка сотрудники церкви говорят о нём: «Энтони Дод Мэнтл был настоящим грешником». Энтони Дод Мэнтл — имя оператора многих фильмов Триера.
    Трейлер 02:00

    файл добавилColdThought

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 346 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Просмотрев этот фильм и прочитав несколько нелепых до абсурдности рецензий о светлой и чистой любви, спасшей главного героя фильма, я просто не мог не написать отзыв, демонстрирующий суть данной киноленты. Итак, начнем с того, что главная героиня фильма, Бесс — это воплощение любви, верно. Она до безумства влюблена в Яна, она не представляет свою жизнь без него. Даже тяжелейшая травма Яна, сделавшая его парализованным, не является препятствием для любви Бесс. Она искренне не понимает, почему должна искать других мужчин, если любит его. И услышав ответ: «Чтобы мы могли любить друг друга. Тем мужчиной буду я, твой Ян. Если ты сделаешь это, я не умру и мне станет легче», что же делает Бесс? Она ВЕРИТ В ЭТО. Думаю, можно не говорить о том, что любовь делает людей слепыми, наверняка, об этом вы и сами уже успели догадаться. Без веры в чудо тут тоже не обошлось. Чудо определенно должно произойти, если отдаваться первому встречному! Как ему не произойти? И чудо произошло — главную героиню порезали.

    В конце фильма видно, что Яну стало значительно лучше, но отнюдь не из-за похождений Бесс. Главная героиня ушла из жизни из-за своей патологической любви к Яну и из-за глупости, которую породила эта любовь. Но для главной героини даже «глупость» не была глупостью, ведь она находила объяснение для всего, разговаривая с собой от лица бога.

    Фильм Ларса фон Триера «Рассекая волны» — это фильм об абсолютной вере и любви, о последствиях, ими порождаемых, о диагнозе «добросердечный» и о том, что чересчур доброе сердце не бьется слишком долго.

    7 из 10

    26 апреля 2015 | 02:58

    Фильм, который шокирует… Маленькое общество догматиков, закованных в созданные ими же самими условностями, которые для них есть высшая инстанция. А как жить среди них чувствительной душе, телу без кожи, с оголенными нервами? Бэсс, девушке, балансирующей на грани реальности и провала во что-то эфемерное, скрытое от других. Может быть начать разговаривать с Богом…

    Только любовь могла спасти ее. И вот, она впилась в нее всем своим естеством, как в свой единственный шанс жить. Но не здорово, а с надрывом, преувеличивая все чувства, обиду, разлуку, радость и боль. Уничтожая себя…

    Какое-то время они и были счастливы, познавая друг друга, любя друг друга. Но человеку с пограничным состоянием души не по силам принять удар, то, как такой человек может отреагировать — неожиданность…

    В тот момент поведение Яна было отвратительным для меня, ведь он знал, какая она, как легко ей можно что-то внушить, разбередить ее трепещущую душу тяжелыми сомнениями, от которых ей придется долго избавляться путем долгих разговоров с Всевышним. Да Ян был болен, он умирал, но если бы он ее пожалел… Ведь она нуждалась в спасении не меньше него самого, пусть он и обездвижен.

    И вот, кажется, ее душа сдвинулась с места. Не знаю что это, дикое отчаяние, навязчивый невроз вперемешку с депрессией, или вера, сумасшедшая, неадекватная, но такая сильная. Агрессия по отношению к себе, саморазрушение. Она будет страдать, она будет любить, она спасет его по-своему, несмотря на приговор врачей, методом, в который верит только она. Это страшно, очень страшно, но, кажется, ее метод подействовал.

    В конце мне было не по себе, когда я увидела, что он не только жив, но еще и ходит. Захотелось обвинить его во всем. Мне жаль, что она не узнала, что спасла его на самом деле, возможно, она наконец-то была бы счастлива.

    Фильм оставил смешанные чувства, я не могу назвать их удовольствием от просмотра. Но фильм безусловно потрясающе сильный, во многом, наверное, просто уникальный.

    9 из 10

    17 июня 2009 | 19:38

    Рассказ о жертвенной любви, противостоящей протестантскому ригоризму, переносит зрителя в начало 1970-х годов, в уединенную шотландскую общину, населенную по преимуществу набожными и суровыми людьми. Центром этой монументальной мелодрамы, гипнотизирующей не только сильными страстями, но и редкой визуальной красотой, становятся отношения молодой супружеской пары — наивной и открытой девушки Бесс и ее избранника Яна.

    Фильм начинается с вызова Бесс, которая выходит замуж за чужака Яна, нефтяника с буровой, против воли местных жителей, считающих ее поступок крайне легкомысленным. Но, едва успев обрести в замужестве смысл жизни, Бесс приходится расстаться с возлюбленным, отправившимся на очередные сезонные работы. Не выдержав испытания разлукой, молодая жена, обладающая даром непосредственного общения с Господом, просит Бога вернуть ей любимого.

    Снисхождение Господне становится для нее и для Яна еще большим испытанием. Муж попадает в аварию и возвращается к Бесс парализованным. Неспособный отныне выполнять свои супружеские обязанности, он просит фанатично преданную жену, просиживающую теперь свои лучшие дни, недели и месяцы у его постели, завести себе любовника. Более того, убеждает, что ее измены помогут его исцелению…

    Продолжая традиции своего соотечественника Карла Теодора Дрейера и шведа Ингмара Бергмана, снимавших не столько религиозное кино, сколько фильмы о Боге и вере, 40-летний датский режиссер Ларс фон Триер явил миру историю, которая вполне может претендовать на звание одного из самых значительных кинопроизведений 1990-х.

    Выступив, своего рода, медиумом между реальным и потусторонним миром, Триер ухитрился максимально обострить ключевое противоречие — между верой, основанной на религиозной одержимости, и грехом аморального поведения. Доверять происходящему и сопереживать героям заставляет не только авторская убежденность в том, что Бог существует, но и избранный стиль.

    Триер проявляет здесь почти вызывающую эстетическую отвагу. Выдающийся оператор Роби Мюллер снимает фильм преимущественно ручной камерой (что предвосхитит появление знаменитого датского киноманифеста «Догма»). Такой псевдодокументальный, мнимотелерепортажный стиль приземляет разгул эмоций и буйство метафор (здесь достаточно вспомнить хотя бы совершенно невероятный финал с колоколами).

    Триер напрочь избавляется от концептуального схематизма и ницшеанских настроений своих предыдущих работ, что в прошлом зачастую оборачивалось эмоциональной холодностью и зрительским равнодушием. На этот раз в истории «банальной любви» он обнаруживает бездну как для чувственных переживаний, так и для религиозно-философских размышлений.

    Во многом успеху картины способствовало участие уникальной по своей природе актрисы, англичанки Эмили Уотсон, чьи непосредственные эмоции заставляют забыть о таком понятии как актерская техника.

    9 августа 2012 | 21:42

    Этот фильм был удостоен множества наград и премий. Ему рукоплескали во многих странах. Некоторые считают его христианским. Именно в этом я хочу, прежде всего, разобраться.

    Начать хочу издалека. Слово «прелесть» в русском языке имеет два основных значения. Основное: Прелесть — обаяние, очарование от кого-нибудь или чего-нибудь красивого, приятного, привлекательного. Но есть и другое. Духовная прелесть — в православном вероучении состояние прельщенности, тяжелая духовная болезнь человека, в основе которой — лесть самому себе, самообман, гордыня. Второе значение практически забыто. Но мне хочется поговорить именно об этом значении.

    Фильм начинается со свадьбы главной героини Бесс Макнейл с Яном, который работает на нефтяной платформе. Девушка счастлива до безумия, и первое желание девушки — отдаться мужу. Сразу же, после свадьбы, прямо в одежде. Но к этому мы ещё вернёмся.

    Вскоре после свадьбы молодые попадают на похороны. Пастор говорит об усопшем, что он был грешным человеком, и гореть ему в Аду. Ян в этом сомневается, но Бесс — нисколько. Всем известно, что он был грешным человеком. Пастор нисколько не сомневается, что он говорит от имени Бога. И в этом он очень похож на предстоятелей РПЦ, например Чаплина и Гундяева. В русском языке даже появилось такое понятие — ПГМ (Православие головного мозга). Здесь можно сказать то же самое. Но вместо «Православия» будет «Протестантизм». Именно в этом, на мой взгляд, духовная прелесть. Люди считают, что они разговаривают с Богом, или говорят от Его имени. Всё это может привести к страшным последствиям.

    Бесс девушка странная. У неё серьёзные проблемы с психикой, которые очень напоминают шизофрению. Она разговаривает с богом, который является голосом в её мозгу. И этот бог очень похож на пастора. Он жесток и безжалостен. Он требует жертв. Когда же произошло прельщение? Очевидно с детства. Она родилась и выросла в атмосфере безбожной морали. Есть Закон, но Бога нет, то есть, Бог это Закон, бездушная бумажка. А что есть Закон без Бога? Бесс ходит в церковь для того, чтобы поговорить со своим богом. И бог читает ей морали и требует от неё жертв.

    Любит ли Бесс Яна? По-своему, да. Но это любовь тяжелобольного человека. И любовь эта, прежде всего, физическая. Бесс хочет обладать Яном. И расставание с ним для неё как пытка. Она просит своего бога, чтобы Ян находился с ней постоянно. И бог исполняет её желание. Но вместо здорового и страстного мужчины она получает парализованное тело. Ты просила — получи! Почему так — а ты слишком его хотела. Теперь ты до смерти будешь испытать чувство вины. И это чувство будет только нарастать. И нет такой страшной пытки, которой ты для себя не придумала бы. В эту игру втягивается и Ян. Он становится вампиром. Он выпивает энергию из молодой девушки. Он живёт за счёт неё. Они служат одному богу. Они соучастники, и очень хорошо знают, что надо делать. В их действиях появляется внутренняя логика, понятная только им. Единственным человек, который пытается спасти девушку был доктор Ричардсон. Он пытается её вразумить, но оказывается посрамлён. Бесс прогоняет его и просит больше к ней не приходить. В конце концов, и этот неправильный человек перевоспитывается: он называет психически больного — «сердечным человеком».

    Бесс знает, что нужно этому богу, чтобы его задобрить. Приносить жертву за жертвой. Ян требует, чтобы она отдавалась мужчинам. Любым, без разбора. Устами Яна говорит бог. Бесс в этом даже не сомневается. Этот бог сравнивает её с Марией Магдалиной. И не важно, что Марию Магдалину Иисус Христос не заставлял заниматься проституцией. И не важно, что подобное поведение — измена. Её бог — отец лжи, поэтому подмена понятий для него дело обычное. Нравится ли Бесс отдаваться пьяным матросам? Она испытывает отвращение, но терпит. Этого требует её бог. Этого требует её муж. Она жертвует собой, и совершает благое дело. Чего ещё потребует от неё её молох? Честью своей она уже пожертвовала.

    Хочу сказать несколько слов о Ларсе Фон Триере. Ни один режиссер так не издевается над своими персонажами и актёрами как он. После съёмок «Танцующей в темноте», у исполнительницы главной роли, певицы Бьёрк, которая и раньше была женщиной неуравновешенной, произошло серьёзное ухудшение её психического здоровья. Очевидно, что у Фон Триера и Бесс один бог. Этот бог — князь мира сего. И именно ему режиссер приносит в жертву актёров и своих персонажей. Фон Триер создал мир, в котором нет Бога, а все его герои, вольно или невольно, служат дьяволу. У него получилось. Но поздравить его с этим я никак не могу.

    В одном из эпизодов фильма мы слышим звон колоколов. Но это адские колокола. Потому, что в мире, где нет Бога других нет и не может быть.

    3 из 10

    22 апреля 2013 | 23:33

    С этим фильмом я живу уже несколько месяцев. Он в моей голове. И только сегодня я разгадала его основную загадку — почему же я его так люблю. Может, я не буду оригинальна, но всегда приятно дойти до чего бы то ни было самой, без посторонней помощи, не штудируя миллионы томов срача в комментах, но бережно работая с первоисточником, постоянно обращаясь к нему в своих мыслях, рассматривая его на свету под разными углами, и т. д. и т. п. 

    Я дождалась, меня осенило, снизошло озарение — называйте, как хотите. Вы сейчас будете смеяться, но я только сейчас поняла, что этот фильм О ЖЕНЩИНЕ. То есть обо мне в том числе. Мужчины — отвратительные ли самцы, нерешительные ли интеллигенты, агрессивные ли фанатики — в нем присутствуют как фон, как неизбежное зло, как необходимая, но не особо заслуживающая внимания деталь интерьера. Только не подумайте, что я синий чулок, постаревшая проститутка или злобная феминистка. Я — обычная женщина, обремененная домашними заботами и перед сном мечтающая о лучшей доле.

    Но Бесс живет и во мне. Поэтому фильм, посвященный определенной частице моей души, так лег мне на сердце. И для Триера Бесс — главная цель. Только она одна! Если б можно было сделать моноспектакль! Ему почти что безразличен муж, неважно, откуда он появился, как с Бесс познакомился, чем привлек ее, за что, за какие-такие заслуги она полюбила его. Это все неважно — это дано, как в задаче по арифметике. И я долго не могла этого понять, все металась — ну почему она так любит его, почему идет на такие жертвы. Я смотрела на мужа и не понимала, за что ему так повезло с женой. Ведь поначалу он вызывает только отрицательные эмоции.

    Из-за того что фильм произвел на меня такое колоссальное впечатление, я долго не могла перестать задаваться этими дурацкими вопросами. Пока сегодня не поняла, что это неважно.
    Для Триера неважен муж, неважен доктор, неважны убийцы и старики общины — кого я еще там забыла? Только Бесс — и еще вдова ее брата, медсестра — единственный близкий ей человек, знающий о бедах и несчастьях не понаслышке. Они не родственные души — да у Бесс и не может быть таких — но видно, что Триеру нравится и этот типаж — сильная женщина.

    Вот, на мой взгляд, две героини этого фильма — у каждой свое море, но каждая отчаянно борется с волнами.

    10 августа 2009 | 23:27

    Давно хотел написать отрицательный отзыв, но, всё ни как не находилось подходящего видео-материала, который можно было бы облить грязью. Да, были претенденты ("Заточка», «Счастливый город»), но особого настроения писать — не было. И вот свершилось, фильм «Рассекая волны» — идеальный объект для красного цвета рецензии. Конечно, я ни как не думал, что красный цвет когда-нибудь будет иметь место в фильмах Ларса Фон Триера, но, всё случается в первые; и я в который раз убеждаюсь, что арт-хаус и авторское кино — категория очень вредная. Одного и того же человека можно любить за создание гениальных картин, а так же ненавидеть и проклинать за зря потраченное время около экрана, уже другой картины.

    В последнее время создаётся такое ощущение, что я потерял вкус к кино — это, как знаете, когда на протяжении трёх месяцев идёт ремонт в соседней квартире; моментами — бывает очень тихо (настолько, что даже музыка релаксации — может быть заменена новым альбомом Korn), а иногда настолько громко, что приходится убегать на улицу. Так и с этим фильмом — «Рассекая волны» острый раздражитель, от которого хочется куда-то сбежать.

    Признаюсь честно — не смотря на провал в целом — начало фильма мне понравилось (при том, что синопсис я не читал); история об обычных людях, простых, таких как многие из нас; примитивные, но сильные, чувства и идея (концентрирующая внимание на традициях и одном единственном чувстве — любви). То, что Фон Триер всегда, в очень жёсткой форме, изображает человеческую природу — ни для кого не секрет, но, вот что удивило меня в данном проекте — та самая жёсткость совсем не цепляла, как это было в предыдущих (мною просмотренных, а не по алфавиту цифр) картинах. Я не мог не чувствовать себя изгоем; и уж совсем не понимающим — чего хочет от зрителя автор. Принять? Понять? Сочувствовать? Винить? Конечно, идея — «всё ради любви» и «социум слишком примитивен, для понимания жизни» прослеживается чётко. Но, уроков с этого фильма я не взял. Не взял, так как данное творение очень похоже на дипломную работу студента провинциального городка. И чаще всего — подобная формулировка относится к второсортному продукту псевдо-идеалистического мышления, которое при первой же возможности хочется выключить и ни когда больше не вспоминать.

    Что ещё хотелось бы отметить — так это актёрский состав, определённо — и Эмили Уотсон (второе появление на экране в её карьере) и Стеллан Скарсгард, звёзды в будущем, отыграли на отлично (я им верил — они жили персонажами); и музыку, играющую не маловажную роль в фильме (особенно красиво она смотрелась во время представлений номеров части картины).

    Чёрствый фильм, пронизанный очень унылыми пейзажами человеческого существа. Да и к тому же — я не смог его досмотреть до конца. Признак того, что фильм отравлен, а реакцией является — тошнота, головная боль и длиннющее время выздоровления.

    23 августа 2010 | 17:32

    Любовь или безумие? Или любовь и есть безумие?

    Всегда ли религия истина или люди и из религии могут сделать безумие?

    И что есть добросердечие и есть ли у него границы?

    А главное — всегда ли мы готовы выдержать последствия своих необдуманных желаний?

    Такие вопросы встали передо мной после просмотра фильма.

    Бесс — милая девушка, которая наверное за всю свою жизнь не пожелала никому зла, сотворила себе кумира и жила ради любви. В ее жизни был единственный смысл — это Ян. Также у Бесс был ее советчик и друг — Бог, единственный кому она могла открыть все свои чувства и мысли. Ее диалоги с Богом потрясают. Но всегда ли она правильно истолковывала послания и осуждал ли ее Бог за ее доказательства любви к Яну? Мне кажется, фон Триер не показал своего отношения — он хочет, чтобы каждый поразмыслил и решил сам за себя. Он заставляет думать и размышлять очень долго после просмотра — уж слишком многогранен фильм.

    Можно ли осуждать Бесс — мне кажется, что нет. Она попала в сети своего безумия, и в итоге люди, заметьте, верующие, изгнали ее. А разве не суть религии заботиться о ближних, которым плохо и которые сбились с пути? Очень печально насколько «сухо» они восприняли суть веры!! Не суди и не судим будешь..

    Ян.. вот об этом персонаже у меня остались не очень хорошие впечатления, какая-то неприязнь. Возможно, потому что он не отнесся к чувствам Бесс так глубоко, как она сама, слишком поверхностно, физически он любил…

    Но факт остается фактом- в конце произошло чудо. Была ли жертва Бесс ее расплатой за ее психически незрелое желание того, чтобы милый вернулся и был всегда с ней? Или это было испытанием ее любви к Яну?

    Очень часто мы теряем себя в любви. И желаем того, чего сами не способны вынести… Но ведь любовь — это не всегда сказка и она познается в трудностях. И никто никогда нам не скажет и не даст ответ — что же есть истина, и где этот предел…

    В общем, любите всем сердцем, но не сходите с ума!!! :)

    6 декабря 2011 | 12:24

    Бесс — девушка, очень привязанная к своей семье, церкви и богу. Такова ее сущность — быть в постоянной и тесной привязанности. В замужестве привязанность переключается на мужа.

    Ее тонкое душевное устройство очень страдает, когда происходят печальные события (впервые ее душевное равновесие пошатнулось после смерти брата). Отличительной чертой людей с подобного рода психикой заключается в том, что они, с одной стороны, инфантильны и по-детски наивны, а с другой стороны все же отдают себе отчет в происходящем и способны анализировать «по-взрослому» (таким «взрослым» в структуре ее личности выступает голос бога, так ей подсознательно легче воспринимать свои внутренние противоречия).

    Все происходящее с Бесс после трагедии — попытка самоочищения, расплата и борьба с мощнейшим чувством вины, которое живет в ней и слилось с ее сущностью (она хотела, чтобы Ян вернулся домой, она теперь хочет разделить страдания с ним…)

    Канва фильма, таким образом, достаточно банальна, сама по себе тема часто встречается в русской классике (Бесс напоминает Соню Мармеладову), но режиссерская и операторская работа просто изумительны. Невозможно не жить жизнью и чувствами Бесс…

    22 мая 2009 | 02:59

    Шлюха!!!

    Рассекая волны (я люблю этот фильм)


    Небольшое предисловие — мне нужна большая лопата, пистолет и мачете (Дэнни Трехо — уважаю!). Ну и еще билет в Данию. Я найду его…

    После фильма «Танцующая в темноте» режиссер Ларс фон Триер вообще сошел с ума и стал снимать фильмы лишь бы только разозлить людей. Он превратился в провокатора, и я даже не хочу смотреть его новые фильмы, потому что Ларс фон Триер перестал быть хорошим режиссером. Лучшие свои картины он снял в девяностые годы, а перед нами, возможно, его самый душераздирающий фильм.

    Мало кто знает, что «Рассекая волны» — это сказка «Золотое сердце». Девочка помогала другим, а себе не смогла помочь. Вот и в фильме «Рассекая волны» главная героиня маленькая девочка, которая становится проституткой, лишь бы ее муж-инвалид пошел на поправку. Логика у Ларса великолепная. Героиня удовлетворяет мужа своими рассказами, а сама падает в бездну. Фильм у Триера получился очень тяжелый и понравится он далеко не всем людям.

    Этот фильм, как и многие другие картины Триера невозможно смотреть на сборнике в плохом качестве. На сборнике его фильм будет похож на пиратскую копию. Смотрите в идеальном качестве этот фильм. Триер экспериментирует по ходу фильма с его цветами. Мрачные и блеклые тона, снятые на плохую камеру, могут отпугнуть вас. На секунду фильм может напомнить вам другой фильм Ларса — «Идиоты». Но режиссер в то время только начинал интересоваться догмой в кинематографе.

    «Рассекая волны» — это настоящее богохульство. Плоть вместо души. Очень ярко показан образ женщины и очень бледно образ мужчины. Видимо Ларс очень сильно любит женщин, раз издевается над ними. Актриса Эмили Уотсон — это моя героиня. Ларс над ней очень издевался, но она выдержала и сыграла свою самую лучшую роль в жизни. Такие фильмы как «Рассекая волны» невозможно пересматривать (если только вы не извращенец), но настоящие киноманы должны знать эту картину.

    Спустя несколько лет Ларс снимет фильм «Танцующая в темноте» и продолжит издеваться над женщинами. А еще позже он попадет в больницу, но это уже другая история… Я поставлю фильму «Рассекая волны» максимальную оценку, но ставлю я ее актрисе Эмили Уотсон, а к Ларсу я когда-нибудь приеду в гости.

    Спасибо.

    P.S.

    Лучшая сцена в фильме — телефонная будка…

    10 из 10

    5 декабря 2010 | 18:50

    Первая часть трилогии «Золотое сердце» Ларса фон Триера, центром которой впервые стала женщина и её природа. В начале своей громкой режиссёрской карьеры Триер замыслил создать серию фильмов о женщинах, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Они похожи, особенно героиня фильма «Рассекая волны» Бесс и Сельма из «Танцующей в темноте». Они обе, забывая о себе, отчаянно борются за спасение своих близких. Триер намеренно обожествляет своих героинь, чтобы показать всю глубину их чувств. Многие ошибочно полагают, что цикл фильмов позиционируется как глубокое кино о страдании и самопожертвовании, а на деле является банальной слёзовыжималкой. Но едва ли это так. В фильме «Рассекая волны» показана очень жизненная и трагичная история, которая может произойти с каждым из нас, но бороться с ней все будут по-разному.

    Бесс — молодая неопытная девушка, страдающая нервным расстройством из-за смерти брата. Она верит в Бога, так же как и все жители маленького городка, в котором и происходят события. Но её вера отличается от той, что испытывают другие. Она видит Бога и его существо совсем иначе. Если остальные воспринимают высшую силу как олицетворение страха перед тем, что будет с их душой после смерти, то Бесс уповает на милость Бога и считает его воплощением любви. Она находит свою любовь в лице Яна, работника шахты, и влюбленные вскоре женятся. Они счастливы вместе, Бесс с интересом изучает первого и, как она думает, единственного мужчину в своей жизни. Счастье длится не долго. Очень скоро Ян вынужден вернуться к работе, и Бесс с огромным трудом отпускает его от себя. Она будто чувствует неминуемое приближение чего-то ужасного. День ото дня она ждёт звонка от мужа и просит Бога вернуть его домой, как можно раньше. И Бог будто слышит её. На заводе, где работает Ян, случается авария, в результате которой он получает травму, не совместимую с жизнью. Молитвы Бесс помогают ему выжить, и с этого момента она понимает, что способна совершить настоящее чудо и вернуть мужа к нормальному существованию.

    История очень сложная и мрачная. Тёмно-коричневая плёнка в грязных тонах, непривлекательные пейзажи, образы героев — всё пропитано устрашающе реальным осознанием неизбежности, с которой ничего нельзя сделать. Финал истории предсказуем, и от этого становится еще страшнее смотреть на происходящее. Наверно, этот фильм больше остальных приближен к общепринятым канонам киноискусства, но не смотря на это, он не потерял уникальное истинно артхаусное наполнение. Основная завязка стремящегося к провалу сюжета, заключается в сцене, где Ян просит Бесс найти себе любовника и потом рассказывать ему о подробностях их отношений. Так он будет иметь возможность представлять с ней себя и жить этими фантазиями, хотя бы на минуту забывая о том, что больше никогда не сможет ходить. Жестоко и эгоистично по отношению к женщине, которая не мыслит своего существования рядом с другим мужчиной. Она готова принимать Яна таким, каким он стал, но увы, он сам не готов. Судить его нельзя, ведь в какой-то степени и его можно понять. Он наверняка не думал, как далеко зайдёт его просьба и чем обернётся.

    Образ Бесс, как во многом идеальной женщины (по мнению Триера, разумеется) очень сложен и противоречив. Она любит своего мужа слишком сильно. Так сильно, что в какой-то момент грань между любовью и безумием растворяется. Любил ли Ян свою жену? Думаю, да, но его представления о любви были несколько иными. Если Бесс принимает Любовь и веру в Бога как два равноценных понятия, но Ян их разделяет. Здесь в творчестве Триера впервые появляется линия, которую он будет продолжать долгие годы и продолжает до сих пор — женщина представляется как воплощение природы, веры, эмоций и чувств, а мужчина — это разум, реальность, система. Ян реально расценивает своё состояние и ищет слабое и ненадёжное утешение. Для Бесс же всё происходящее серьёзно. Её любовь не заключается в словах, она реально испытывает физическое отвращение к телу постороннего мужчины. Складывается сложная ситуация, которую в буквальном смысле можно описать выражением «Только твоя и ничья больше». Но Бесс идёт на это, так как уверена, что от этих поступков напрямую зависит состояние Яна. Она убеждена, что Бог видит её, и чтобы не быть эгоисткой она идёт на этот шаг.

    Очень необычным и интересным образом показан диалог Бесс и Бога, при чём диалог в буквальном смысле. С одной стороны, это проявление нервного расстройства героини — так скажут закоренелые реалисты и будут правы. С другой же стороны, Бесс пытается найти ответы в интересующих её вопросах, так как в той или иной степени нуждается в реальном проявлении божественной сущности. И третьей стороной является непосредственно авторское понимание. Женщина в его осмыслении — это создание природы, создание Бога, единственное живое существо, которое имеет возможность обращаться к Богу_Природе на прямую. Эта мысль ещё не раз встретится в его работах.

    Фильм «Рассекая волны», не смотря на красивое лиричное название, очень мрачный сюрреалистический эпос о любви, о Боге, о верности и силе духа. В то же время фильм очень понятный и ясный. Триер ещё не увлёкся символикой, в середине-конце 90-ых он снимал очень прямые и понятные фильмы, не оставляющие вопросов. И что самое удивительное, каждый эпизод и каждая деталь, показанная на экране, находит своё подтверждение в целом ряде логически выстроенных сюжетных линий. Иначе говоря, каждый кадр на своём месте и включен в фильм не просто так. Чудесная картина, заставляющая задуматься над смыслом жизни, чудом, верой и любовью, с потрясающей игрой Эмили Уотсон и Стеллана Скарсгарда. Съёмка выполнена в манере, свойственной Триеру. Уже тогда, в далёком 1996 году, он создал свой неповторимый стиль, которого придерживается и по сей день. Настоятельно рекомендую к просмотру всем любителям независимого кино и, конечно, прекрасным дамам. Перед вами, дорогие девушки, пример истинного дара любить и в своей любви находить истоки мироздания — веру, надежду и силу.

    10 из 10

    25 марта 2014 | 13:29

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>