всё о любом фильме:

Носферату, симфония ужаса

Nosferatu, eine Symphonie des Grauens
год
страна
слоган-
режиссерФридрих Вильгельм Мурнау
сценарийХенрик Галеен, Брэм Стокер
продюсерЭнрико Дикманн, Альбен Грау
операторФриц Арно Вагнер, Гюнтер Крампф
композиторДжеймс Бернард, Ганс Эрдманн, Карлос Ю. Гарза, ...
художникАльбен Грау
жанр ужасы, фэнтези, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Молодой клерк Хуттер из Бремена первой трети XIX века отправляется за тридевять земель, в карпатские леса, к инфернальному графу Орлоку, владельцу замка, решившему перебраться в крупный город. Гость выясняет, что Орлок, известный и как Носферату, — вампир, и от его заражающего укуса Хуттера спасает лишь супруга Элен, сверхъестественно сильно влюблённая в скромного и безвольного служащего конторы по продаже недвижимого имущества. Именно она понимает, какое зло несёт в себе мрачный граф.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
60 + 2 = 62
9.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Брэма Стокера «Дракула» (Dracula, 1897).
    • В Швеции фильм был запрещен вплоть до 1972 года.
    • Все пленки и негативы с фильмом были уничтожены по результатам судебного процесса, затеянного вдовой Брэма Стокера. Однако впоследствии нашлись копии в других странах, и фильм был спасен.
    • Мурнау использовал для создания мистической атмосферы интересный и прежде не применявшийся в кино приём: в сцене, где адский экипаж везёт Хуттера в замок, в одном из кадров ночной лес виден в негативе (белые деревья), но экипаж и лошади по-прежнему тёмные. На самом деле вся сцена снята в негативе, но экипаж и лошади при этом были задрапированы в белые полотнища.
    • Чтобы усилить «мертвость» своего персонажа, Макс Шрек ни разу не моргал в кадре.
    • Многие ночные сцены снимались днем, и это было видно даже на черно-белой пленке. Позднее недоработку исправили, наложив на ночные кадры синий светофильтр.
    • Из 94 минут экранного времени собственно Носферату уделено лишь 9.
    • еще 4 факта
    Трейлер 01:13

    файл добавилRusfan93

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 10 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Маленький, вымышленный немецкий городок Висборг. Жилищный клерк Хаттер (фон Вангенхайм) по поручению своего босса Кнока (Гранах) отправляется в Румынию, чтобы подписать договор с неким графом Орлоком (Шрек), желающим приобрести дом в Висборге. Прибыв в замок, Хаттер узнаёт что под личиной его хозяина скрывается ужасный, древний вампир Носферату, который решил сменить прописку. Ночью Орлок отплывает на корабле в Германию, спрятавшись в ящике с землёй, а Хаттер скачет ему вслед, чтобы уберечь жителей города и свою возлюбленную Элен (Шрёдер).

    Немецкий режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау так хотел экранизировать историю описанную в книге Брэма Стокера «Дракула», что даже прямой отказ вдовы писателя не смог ему помешать. Изменив имена действующих лиц и несколько по-другому расставив акценты, Мурнау начал съёмки. В итоге у него получился один их первых фильмов ужасов, законодатель вампирского кинематографа и одна из тех классических лент, которая на слуху у зрителей даже спустя почти сотню лет после её создания.

    Конечно, я бесконечно уважаю Мурнау за то, что ему удалось создать столь шедевральное и вошедшее в историю кинополотно. Однако, если быть до конца честным, то проверку временем ему пройти всё-таки не удалось. Да, конечно, можно долго восхвалять тот вклад, который внесла эта картина в развитие кинематографа, однако в моём конкретном «здесь и сейчас» «Носферату» является достаточно скучной и совершенно не страшной лентой. По-настоящему я смог проникнуться только одной из самых известных сцен — той самой, где Носферату просыпается на корабле и уничтожает всю его команду. В ходе этой сцены, несколько кадров были действительно завораживающими. Однако, учитывая, что самому Носферату в этой полуторачасовой картине отведено только 9 минут экранного времени, весь остальной хронометраж занимают скучные мытарства Хаттера, идиотские гримасы Кнока и сомнамбулические припадки Элен.

    Поймите меня правильно. Я не отказываю этому фильму в праве на шедевральность в рамках того времени, когда он был снят. Но у меня недостаточно развито воображение, чтобы представить себе, как бы смотрелся этот фильм в 20-е годы прошлого века. Сегодня он показался мне пресноватым, а свои оценки я ставлю исключительно из своих же собственных ощущений в контексте того времени, в котором я нахожусь.

    Однако, безусловно, с чисто исторической точки зрения картину «Носферату, симфония ужаса» смотреть просто необходимо. Хотя бы для того, чтобы понимать бесконечные отсылки к этому произведению, заложенные практически во все современные фильмы ужасов про вампиров.

    6 из 10

    16 июня 2015 | 14:23

    Рецензировать это кино, по меньшей мере, бессмысленно. Так как это — классика, нетленный шедевр кинематографа. Фильм на все времена!

    Ну и что, что это копия «Дракулы» Брема Стокера в чистом виде, ну и что, что фильм достаточно дешевый даже для своего времени, ну и что, что он уже смотрится вовсе не так захватывающе, как современные вампирские саги и кровавые хорроры. Это — классика кинематографа, и этим все сказано!

    Имена создателей ленты и исполнителей главных ролей в ней уже вошли в историю немецкого, да и мирового кино в целом.

    Это, например, скандальный режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау, про «странности» которого был даже снят фильм с Уильямом Дефо и Джоном Малковичем в главных ролях. Ходили слухи, что психически неуравновешенный Мурнау прибегал к психологическому давлению на актеров, чтобы они играли лучше…

    Также, это исполнитель главной роли Макс Шрек, про которого вообще говорили, что он, якобы, настоящей вампир, так как он был настолько уродлив (из описаний Мурнау), что его даже не пришлось гримировать. Начав карьеру как театральный актер, он сыграл в этом киношедевре свою главную, и единственную достойную роль в большом кино. Глупо говорить о работе режиссера (а для тех лет она великолепна), операторской работе, так как фильм черно — белый. Но актеры играют великолепно!

    Этот фильм — немой. Но, несмотря на это, лично я его смотрел с большим интересом, хотя бы как некое пособие по истории кино. И хотя далеко не каждый в наше время высидит пусть и небольшой по хронометражу, черно-белый и немой фильм, но, уверяю вас, это — нестареющая классика, фильм, который навсегда останется в истории жанра и кино в целом!

    25 марта 2009 | 21:04

    «Он злой и страшный граф Орлок, он в крови немцев знает толк. Хр-р-р…»

    Фильм-икона. Фильм-каноник. Блокбастер эпохи «великого немого». Немецкий фильм «Носферату, симфония ужаса», снятый по английскому роману про румынского графа не нуждается в представлениях и комментариях. Это просто must see для поклонников хоррора, вампиров и кино.

    Конечно же в 2012-м фильм смотрится не так, как в 1922-м. За все полуторачасовое пятиактное действо чувство страха появилось аж ни разу. Но не из-за адреналина в крови фильм стоит смотреть.

    Прежде всего — это второй после не менее немецкого «Кабинета доктора Калигари» полноценный фильм ужасов. Да еще и снятый не в павильоне, а в настоящем замке. А также первый фильм, затронувший тему вампиризма, которая продолжилась в сотнях других, хороших и разных, продуктах мировых киностудий.

    «Гвоздь» программы — безусловно, Макс Шрек в образе великого и ужасного Носферату. Данный киногерой увековечил немецкого актера и заложил основы новой эстетики экранных злодеев. Эта держащая всю мировую скверну спина, эти длинные, паучьи пальцы… И главный штрих — взгляд! Холодный, немигающий, прожигающий насквозь несчастного смертного. Пронизывающий взгляд Ганнибала Лектера из «Молчания ягнят» и Загадочного человека из «Шоссе в никуда» — шедевров более позднего времени.

    По творческим лекалам «Носферату» развивалась последующая индустрия фильмов ужасов. Низкий поклон седовласому старику, который и ныне притягателен, несмотря на всю свою вычурность.

    8 из 10

    9 августа 2012 | 18:43

    «Вампира» Брэма Стокера впервые я прочитала лет в десять. Это был ужас. Очень атмосферная книга, рекомендую. Поэтому я ждала того же эффекта от первой ее экранизации — «Носферату — симфония ужаса».

    Я нашла её, выключила свет и приготовилась погрузиться в этот фильм. Но мне было весело: странная, устаревшая игра актеров, в частности Густава фон Вангенхайма; жеманный мужчина, как мне казалось, в роли невесты Нины, сегодня узнала, что это Грета Шрёдер и она женщина; сокращенная и упрощенная история; безумное музыкальное сопровождение, не совпадающее с происходящим.

    Будьте готовы именно к этому. Фильм переворачивает понимание фильма ужасов, он банален, глуп и примитивен. Но! Это первый подобный фильм и все, что сегодня мы называем банальностью, в 1922 году было оригинальной задумкой режиссера. 80% картинки современного фильма ужасов — заслуга Фридриха Вильгельма Мурнау.

    Именно поэтому это абсолютная классика и именно поэтому всем ценителям смотреть обязательно.

    5 из 10

    12 мая 2011 | 08:04

    Наконец-то я наткнулся на кино, вызвавшее во мне желание написать рецензию. Вероятно, это можно объяснить тем, что в течение долгого времени мне не попадалось ни одного фильма, мысленная рецензия на который не сводилась бы к фразам «заурядное говно», «очередной дерьмовый ужастик, сам виноват — знал на что шел» или «что-то неименуемое заставило меня получать удовольствие при просмотре». Заслуживает упоминания факт, что это первый немой фильм, просмотренный мною.

    Актерская игра. The… Horror, как сказал бы полковник Курц. Одна из первых сцен фильма, где главный герой видит свою любимую и дарит ей цветы, заставила меня опешить и с содроганием подумать о ста минутах, которые мне предстояло провести в компании этих актеров и их !!!ЭМОЦИЙ!!!. Похоже, актер имел в виду «любимая, я так рад тебя видеть», но получилось скорее «любимая, я та… а-а-а! Мои лицевые мышцы, мой рот! Как хорошо! Иди сюда, я сожру твою плоть!» Понятно, что за неимением реплик, все актеры должны были играть так, чтобы даже самый тугой зритель смог понять, какую эмоцию они изображают, но это уже слишком. Если во всех немых фильмах актерская игра так же карикатурно нелепа, то мое знакомство с этим жанром будет неглубоким и весьма болезненным. Не все актеры были ужасны: исполнитель роли Нока был неплох (для over-the-top злодея). Но главный герой… Стараясь играть как можно хуже, я бы сыграл лучше.

    Атмосфера. Помимо актерской игры, погружению мешает плохой монтаж и кадры, снятые днем, в которых действие якобы происходит ночью. И первое, и второе, очевидно, объясняется техническими возможностями того времени. У меня мощное воображение, но если я ясно вижу, что за окном день, то ничто не заставит меня поверить в обратное, кроме отсутствия солнца на небе и темноты. Даже если все будет синего цвета. И это наносит значительный урон атмосфере: все же ночью все кажется страшнее и загадочнее. Днем же куда проще включить цинизм и скептицизм. Ближе к концу фильма было несколько слегка жутковатых сцен (скорее даже кадров), но к тому времени я уже был слишком далек от погружения. Скверный монтаж не сильно отвлекает. Но он скверный.

    Не графоманствуя лукаво, вот в принципе и все. Фильм ужасов, как и фильм любого другого жанра, должен вызывать эмоции или заронять поводы для размышлений. Размышлений помимо «как же они затащили пудовую камеру на крышу в 1922-м году, вот молодцы изобретательные». И эмоции помимо скуки и желания закрыть глаза и все оставшееся время наслаждаться диалогами, лишь бы не видеть больше этой актерской игры.

    Перечитав все это, удивляюсь, откуда такая высокая оценка. Надо бы понизить.

    5 из 10

    25 августа 2013 | 00:02

    Это твой гроб. Радуйся. Другим не узнать каково там.

    Вампир Лестат


    Шесть веков минуло с тех пор, как сидел на валашском престоле воевода Влад третий, прозванный Цепеш. Прославился тот воевода борьбой с турецкими ордами, терзавшими мир христианский и жестокостью удивительной даже для того темного времени. История пишется победителями, а проигравшим малюют рога, поэтому, что вымысел, что истина в сказаниях о деяниях его неизвестно. Возможно, так и осталось бы имя Дракулы только в исторических хрониках, и прах его покоился мирно в Снагове, если бы не сон, приснившийся однажды Брэму Стокеру, и сделавший владельца мрачного Поенари не просто кровопийцей образным, но самым что, ни наесть натуральным. А мир за один только век буквально охватила одержимость вампиризмом, в основном благодаря кинематографу, который «оживил» Дракулу и его детей ночи. Сам лик вурдалаков менялся от десятилетия к десятилетию. Утонченные аристократы в черных плащах, изящные, с нежно голубым оттенком, проклятые Райс и даже вампирши-лесбиянки честно заработавшие свою страничку в «Википедии». Настоящая эпидемия. Чума.

    «Носферату. Симфония ужаса» первый из сохранившихся фильм о вампирах. Шедевр немецкого экспрессионизма, в котором смерть от укуса не-умершего жители города, где нашел себе новую обитель граф Орлок, связывают с чумой. В самом названии уже заключен намек на заболевание, с которым практически невозможно бороться. Ибо одно из возможных значений слова «носферату» — «несущий болезнь». И вот мрачная процессия шествует по улицам Висборга, медленно пересекая границу экрана, выходит в мир и несет эпидемию вампиризма дальше в кинематограф, литературу, музыку.

    Фильм Мурнау не совсем экранизация «Вампира» Стокера. «Prana Film», компания выпустившая «Носферату» не смогла приобрести права на произведение «сумасшедшего ирландца» и пошла на хитрость, немного изменив сюжет, имена персонажей, время и место действия. Последствия были печальны для компании, шалость ей, увы, не удалась, но не для фильма, который перемены сделали уникальным. Вампир в исполнении Макса Шрека не утонченный аристократ, сексуально улыбающийся, обнажая сверкающие, как кожа Эддика Каллена клыки. И даже не книжный Дракула, который хоть и был существом весьма отталкивающим, но все же сохранил некоторые занимательные черты своего «предка». Это упырь, нежить, восточноевропейских преданий, страх перед которыми еще хранился в двадцатых годах прошлого века в сердцах крестьян, но был изгнан из просвещенного наукой общества больших городов, как тени под кронами деревьев древнего леса на рассвете, когда солнце уже согревает опушку, но в глубине еще царит ночная тьма. Мурнау вернул этот страх на девяносто минут, дав зрителям возможность не только еще раз убедиться в величии науки и кино с помощью натурных съемок и спецэффектов, но и пустить в свой мир сомнения и частичку ужаса перед тем, что невозможно измерить и объяснить посредством разума и логики. Возможно сейчас некоторые сцены «Носферату» покажутся комичными, например, как Орлок бегает по городу в обнимку с гробом, но девяносто лет назад при виде Макса Шрека зрители наверняка в спешке искали нюхательную соль и вытирали выступивший внезапно пот шелковыми платочками с вышитыми инициалами.

    И все же не смотря на частично измененный сюжет, основная идея книги осталась не тронутой, зло должно быть наказано и мертвым не место среди живых. Однако при всей мифологичности финала «Носферату», добро побеждает не с помощью суеверных осиновых колов, чеснока и распятий, а через чистоту и стойкость Нины, внутреннюю силу человека, готового пойти на жертву ради любви. И солнечного света, света, как противоположности тьме, которую собой воплощает граф Орлок. Не просто мертвец, восставший из могилы, но чужеродная, неправильная частичка, клетка из которой вырастает раковая опухоль. Даже метания с гробом под таким углом выглядят, как лишнее подтверждение его неуместности в пышущем здоровьем и благополучием городе. Тихие улочки Висборга не готовы принять такого жильца, ему нет места в этом мире, единственный приют, который его не отторгнет это собственный гроб, как напоминание о мертвой сущности и том, что Орлок потерял и уже никогда не обретет. Как ни странно, но именно в «Носферату», фильме без слов и надрывных диалогов это состояние отверженности и инородности показано лучше, чем во всех последующих лентах о вампирах вместе взятых.

    Реальный Влад Цепеш использовал заразу в борьбе со своими врагами, посылая переодетых в турецкий костюм воинов больных чумой в стан противника. Интересно кукловодами или марионетками в чалмах были Стокер и Мурнау, посеявшие первые прижившиеся семена «вампиризма» в массовой культуре? Фильмы и книги, посвященные вурдалакам, растут, как конопля под зорким оком наркоторговца. Пригламуренная готика соблазняет с глянцевых страниц, а девочки-подростки мечтают бегать, как собачонки, визжа и рыдая, за Сальваторами и Калленами. Сам шедевр Мурнау цитировал Коппола, переснимал Херцог, а Полански, поместил сильно напоминающий графа Орлока «портрет» вместо майеровского льва в заставке «Бесстрашных убийц». Однако стоит заметить, что после «Носферату» многие фильмы о не-умерших выглядят, как реклама «нового» товара в витрине сэконд-хэнда. Вот и получается, что вампиры действительно бессмертны, легенды правдивы, а чума, поразившая массовую культуру в двадцатом веке — вурдалако-мания.

    11 января 2012 | 19:38

    В 1920-е годы в Германии зарождались истоки жанра хоррор. Переломным моментом стал фильм «Кабинет доктора Калигари», в котором использовались новаторские декорации, отображающие сознание безумца. «Калигари» послужил началом новому течению в кинематографе, известному как Немецкий Экспрессионизм. Главными особенностями данного течения были: необычные декорации с искаженными пропорциями, тема безумия с налётом тёмного романтизма, события сюжета, разворачивающиеся в воображаемом мире, всевозможное использование игры теней, и намеренно утрированная игра актёров.

    «Носферату. Симфония ужаса» — один из наиболее ярких представителей Немецкого Экспрессионизма. Фильм является неофициальной адаптацией самого знаменитого романа о вампирах «Дракула».

    Режиссёр фильма Фридрих Вильгельм Мурнау был одним из величайших режиссёров эпохи Экспрессионизма.

    Мурнау изменил имена главных героев, поскольку вдова Брэма Стокера отказывалась продавать права на экранизацию. Граф Дракула стал графом Орлоком, Джонатан Харкер — Томасом Хаттером, Мина — Эллен, и т. д. Место действия перенеслось в вымышленный немецкий город — Висборг (соединённые вместе названия двух городов: Висмар и Любек) в 1838 год.

    Таким образом, сюжет фильма во многом отличается от книги, и стоит его рассматривать как отдельное произведение. В фильме Мурнау граф не выглядит привлекательным и соблазнительным, каковым он был в книге, а скорее — наоборот.

    В своём фильме Мурнау ориентировался на восточноевропейскую мифологию о вампирах, в которых облик вампира был таков: лысая голова, остроконечные уши, длинные когти и резцы как у крысы. Имя этому вампиру — Носферату, что в переводе с греческого означает — «переносящий болезнь». Этот миф возник во времена чумы, переносчиками которой были крысы. Исходя из этого мифа, Носферату был лидером крыс, переносящих чуму и смерть. Поэтому он имел крысиноподобный облик.

    В фильме Мурнау всё было именно так — граф Орлок прибыл в Германию с огромным количеством крыс, распространяя чуму на всех обитателей Висборга. Ещё одним отличием от оригинала было то, что после укуса жертвы графа не становились сами вампирами. Они умирали от его укуса. В результате чего умирает и Эллен. Она приносит себя в жертву вампиру ради спасения остальных. Граф в фильме умирает от лучей восходящего солнца. Впервые эта идея появилась именно в этом фильме. Поскольку, в книге Дракула спокойно передвигался по Лондону в дневное время. Просто в дневное время он был не настолько силён. Именно благодаря Мурнау появился миф о том, что вампир может умереть от солнца.

    Одним из художественных достижений фильма стала сцена, снятая в негативе, в которой Орлок везёт Хуттера в замок, а также — ускоренное воспроизведение плёнки, чего раньше не применяли в кино. Готические декорации фильма мастерски создают ощущения напряжения и отрешённости. Невероятно завораживающие съёмки на натуре, сделанные в Словакии.

    Будучи полностью просвещённым в мистике и оккультизме, Мурнау изобретательно использовал свои познания для создания страха и ужаса в своём шедевре.

    Исполнитель заглавной роли Макс Шрек (чья фамилия переводится как «ужас») гениально сыграл роль графа. Он создал канонический образ вампира, который пугает по сей день. Эта роль прославила его на всю жизнь. И сделала самым узнаваемым кино-вампиром всех времён.

    Роль Эллен достойно сыграла Грета Шрёдер — актриса театра и кино, и к тому же — жена Пауля Вегенера (известного немецкого экспрессиониста, прославившемся в фильме «Голем»). Она привнесла немалую глубину в роль Эллен, которая была готова пожертвовать собственной жизнью ради спасения любимого и остальных людей.

    Итог: истинный шедевр классического хоррора, пугающий и по сей день.

    10 из 10

    1 сентября 2014 | 14:43

    Первыми словами, характеризующими этот фильм, конечно же, должны быть «классика киноиндустрии». Действительно, сегодняшнему, искушенному зрителю фильм покажется скучным из-за своей доисторичности. Оно и понятно — смотреть черно-белое, немое кино сейчас станет смотреть далеко не каждый человек. Если этот человек не киноман.

    Во время просмотра фильмов, стараюсь их оценивать максимально объективно: если это кино «для девочек», представляю себя девочкой, а если это кино, выпущенное в 1922 году, то забываю все фильмы, просмотренные мной ранее. Даже несмотря на это, понравились только две вещи: великолепная оргАнная озвучка и ужасный, вселяющий страх одним своим видом вампир.

    7 из 10

    11 августа 2012 | 17:11

    Фильм представляет собой ярчайший пример немецкого экспрессионизма — художественного направления строго (хотя и не классически, гегелевски) разделяющего мир на две части — добра и зла. Более того, указывает на ключ к замку двери, распахивающийся в мир зла, мыслимый как действительный. Этот психологический ключик — чувство нам мало знакомое по сравнении с немцами 20-х годов… Они знали Страх во всем многообразии его рефлексии как чувства инородного, ведущее к ненависти и пр. В том-то и дело, что для меня, например, это «и пр.» для немца же это целый глубоко чувствуемый, а, значит, рефлексируемый мир. И Фридрих Вильгельм Мурнау представляет нам мир страха, населенный оборотнями, призраками и прочими его жителями. Это мир мировоззрения, возникающего в состоянии, которое мы назовем психопатологическим, относительно которого человек нормальный, как герой фильма Хуттер, только посмеется, но больному человеку в этом состоянии не до смеха…

    Ох уж эти немцы! Чувство инородного, ведущее к ненависти (и даже к смерти!) возникает в нас там и тогда когда умирает Чувство Любви, любви ко всем и всему, что мы называем оптимизмом, любовью к жизни. Когда Человек Любящий перерождается в Человека Испуганного, Человека Ненавидящего, тогда и наступает психопатологическое состояние, которое Мурнау пытается дать нам почувствовать. И все дело в любви? Не знаю, во всяком случае, общеупотребимая формула в рамках рационализма гласит, что «сон разума рождает чудовищ». Только вот верна ли эта формула или следует говорить о настороженности, испуге, переходящем в ненависть. О чем вообще следует говорить с сумасшедшим — о любви или о разуме? Что следует контролировать — его логику или его жизнерадостность? Быть может, сумасшествие развивается тропинкой от «не нравится» к «не нравится», от неприятного ощущения к неприятному ощущению, от шороха к шороху как замечательная и напоминающая современный рок-андеграунд музыка к фильму. Что умирает в нас раньше — рассудок или любовь? Когда нам начинают мерещиться кошмары?

    Глубокий философский фильм, пытающийся изложить нам нам такое рассудочное понятие как безумие в терминах любви. О, любовь и рассудок кажется мне неразделимым целым!

    Фильм о любовниках, которые сходят с ума одновременно, вместе, причем, даже будучи разделенными расстоянием, и идея о том, что мир любви роднит нас как бы превращая в одно сверхцелое, не знающее категорий времени, пространства, при котором депрессия и даже шизофрения передается нам как чума, бессознательно, просто потому, что наши души взаимодействуют бессознательно, тоже чрезвычайно интересна, глубока.

    Ни один сумасшедший не знает, что он сумасшедший и все сходят с ума бессознательно, когда душа человека как овца оказывается в зубах у волка и тогда вирусом безумия инфицируется все стадо…

    Германия между I и II мировыми войнами была коллективным сумасшедшим, фильм же иллюстрирует такой важный, и много позднее возникший, термин Юнга как «коллективное бессознательное», характеризующий не склонных к рационализму, но остро чувствующих людей, живущих в иррациональном по природе мире гуманитарных знаков, символов и означающий кризис жизнерадостности, кризис любви.

    В фильме сложилось такое сугубо гуманитарное понятие как «вампиризм» актуальное для десятков, если не сотен, способных кинематографистов последующих времен, имевших обширную аудиторию.

    Чтобы окончательно была ясна общественная функция фильма надо сказать что вампира играет актер с внешностью еврея…

    Ох уж эти гуманитарные словечки! Если серьезно, то как вам такое гуманитарное словечко как «вампиризм»? А как вам такое гуманитарное словечко как «справедливость»? Не кажется ли вам, что между ними есть что-то общее?

    15 мая 2013 | 15:26

    «Носферату, симфония ужаса» — фильм Фридриха Вильгельма Мурнау.

    Сюжет

    По долгу службы, агент по недвижимости Томас Хуттер (Густав фон Вангенхайм) покидает родной Бремен и отправляется в Трансильванию, дабы уладить формальности с графом Орлоком (Макс Шрек), который изъявил желание приобрести дом в его городе. В дороге Хуттеру открывается страшная тайна графа и тех мест, в которые он держит путь, однако с пути он не сворачивает. Встреча с Носферату станет ужасом для него самого и обернется кошмаром для всего города.

    «Носферату, симфония ужаса» — легендарный немой фильма ужасов далекого 1922 года, наследие послевоенной Германии и новый виток развития немецкого экспрессионизма. Он по праву считается знаковой картиной всего XX века и является, пожалуй, самым известным представителем времен зарождения настоящего кинематографа. Легендарность его далеко выходит за чисто «киношные» пределы и не ограничивается лишь на его нетленном статусе и несомненной ценности как произведения киноискусства, что делает эту ленту поистине бессмертной. Прежде всего, речь идет об известной истории, порожденной жуткими слухами о том, что главную роль в фильме играл настоящий вампир, который чуть ли не питался членами съемочной группы. В результате, спустя много лет, будет снят полудокументальный кинофильм «Тень вампира», основой для которого и стало переплетение реальных событий, вымыслов и мрачных поверий времен съёмок «симфонии ужаса» в таинственных чешских горах и лесах. Наличие такого потомка, который по истечении десятков лет фактически воспевает своего «прародителя» — одно это уже говорит о многом.

    Фильм во многом новаторский. Здесь и масштабные по тем временам съемки на живой природе, и немногочисленные, но чрезвычайно важные предки современных спецэффектов, вставленные там, где это действительно необходимо и даёт значительный «плюс». Отдельного упоминания заслуживает игра теней, которая в «Носферату» занимает огромную роль в становлении общей композиции кадра, а также вносит существенный и весьма оригинальный вклад в создание неповторимой атмосферы.

    Само творение Мурнау назвать экранизацией всемирно известного романа Брэма Стокера «Дракула» можно с большой натяжкой — уж слишком много расхождений. И касаются они не только, и не столько непосредственно сюжета, сколько самого посыла, подтекста, выразительных средств и вообще восприятия фильма в целом. Уникальная стилистика и художественное выражение картины представляет историю графа Дракулы под совершенно другим углом. Все изменения относительно оригинального произведения сделаны и продуманы именно таким образом, чтобы способствовать этому самому «новому восприятию». Они задают тон, дооформляют который уже кинематографические приемы.

    Актеры

    Их игра может показаться весьма своеобразной, но она типична для тех времен. Нарочито самозабвенный смех или картинный испуг, эдакий «театральный стиль». Однако, не надо спешить с критикой — отнеситесь с пониманием. Фильм немой, его единственный инструмент для воздействия на зрителя — «картинка». Редкие титры лишь выполняют второстепенную роль и являются не более, чем информатором.

    Макс Шрек — Носферату

    Образ графа Орлока в его исполнении шедеврален. Прежде всего, он разительно отличается от модернистских Голливудских вампиров, полных лоска и более знакомых зрителю. Здесь нет ни роскошного наряда, ни «прически за сто баксов», ни самодовольно-презрительного взгляда, в котором читается осознание собственного всемогущества вкупе с животной жаждой крови и чувством наслаждения от процесса её утоления. Нет. Граф Орлок диаметрально противоположен этим сексопилам и буквально «рвёт шаблон» зрителю.

    Главный герой проработан до мелочей — в буквальном переводе «носферату» означает «переносящий болезнь». Именно этот смысл с потрясающей точностью воспроизводит и переносит на себя персонаж Макса Шрека. Он идеально вписывается в общую концепцию фильма и, являясь её неотъемлемой частью, пропитан каждой её составляющей и представляет собой своеобразный обособленный концентрат, который вместе с тем, непосредственно находится в органичном взаимодействии со всеми остальными её составляющими. Жалкий, но одновременно пугающий старик, сгорбленный, худой, имеющий сходство с иссохшим гниющим деревом — таков его внешний облик. Он напрочь лишен какой-либо романтизации и возвеличивания. Напротив, он словно кара Господня, как наказанье на свете этом. Его тягостное существование, полное внутренней боли, вызывает противоречивые эмоции. Он живет в отторжении, наедине с собой и со своей сущностью. И не случайны здесь параллели с крысами — такими же разносчиками чумы. Вот они — «заклятые товарищи» его — крысы, которым соответствует он как внешне, так и внутренне. Крыса — низкое, отвратительное создание, являющееся объектом всеобщей ненависти и презрения, которое обречено на жизнь чуждого всем изгоя. Это же воплощает в себе граф Орлок, предстающий в образе юродивого отщепенца и затворника.

    Особая атмосфера

    Ещё большой вопрос — чего здесь больше: собственно самой атмосферы мистики происходящего, или атмосферы эпохи зарождающегося кино. И та, и другая, очень специфичны. И зависит то, в какую из них зритель больше окунется и насколько правильно прочувствует, от того, каков будет его подход к просмотру.

    Просмотр картины

    Отношение к «Носферату» исключительно как к фильму ужасов, или даже как к классическому фильму ужасов — недопустимо. Такая позиция практически неизбежно приведет к неверному восприятию, а в некоторых случаях — и к низкой оценке, поставленной неосознанно. К этому фильму нужно подходить прежде всего с эстетической точки зрения — это избавит от бессмысленного поиска ужасов там, где их нет, а также позволит тоньше прочувствовать как идейность картины, так и её художественные изыскания и авторские приемы.

    Безусловно, нельзя не отметить черно-белый формат этой ленты, являющийся не только напоминанием о времени создания фильма, но и заложником того самого времени. И это чрезвычайно уместно именно здесь — это дарует совершенно особенные ощущения при просмотре, создает неповторимый эмоциональный фон, словно помещает зрителя в магический мир, находящийся где-то между событиями самой картины и нескончаемым завораживающим мельканием старинных кинокадров.

    Вместо эпилога

    «Носферату, симфония ужаса» — это фильм, который не ведет борьбу со временем, ибо находится вне него. Он не может устареть, потому что уже давно устарел. Он не может потерять актуальности, потому что это понятие к нему фактически неприменимо. Он не может быть забыт, потому что течение времени — неотъемлемая часть этого процесса.

    Абсолютно также не имеет никакого смысла оценивать этот фильм в каких-либо баллах. Можно пытаться вычислять его значимость для всего мирового кино, его роль в развитии киноискусства, даже придирчиво разбирать достоинства и недостатки, как отдельно взятого кинопроизведения, а затем пытаться подытожить всё и конвертировать это в какую-то оценку. Но какой бы ни был результат, все эти старания глупы и невежественны, так как есть категория фильмов, по отношению к которым подобные «математические» подходы являются натуральным кощунством. «Носферату, симфония ужаса» именно в их числе. Он ни в чем из этого нуждается. Это классика мирового кинематографа.

    9 апреля 2009 | 16:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 139 руб.
    подробнее

    Новости


    Компания Studio 8 запускает в производство ремейк классического фильма ужасов «Носферату». Постановкой картины займется Роберт Эггерс, обратиший на себя внимание Голливуда после хоррора «Ведьма», отмеченного призом за режиссуру на последнем фестивале «Сандэнс». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Мы снимали ночную сцену „Женщины в черном“ на железной дороге, и я вернулся к себе только под утро. Я пошел налить себе чашку чая, просто хотел расслабиться. И, кажется, это был почтальон, который почему-то пришел очень рано. Его лицо возникло в окне, и я чуть не умер от испуга... (...)
     
    все интервью
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    65.Храброе сердцеBraveheart8.378
    66.Офицеры8.374
    67.ПрислугаThe Help8.367
    68.Терминатор 2: Судный деньTerminator 2: Judgment Day8.365
    69.Москва слезам не верит8.353
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I91.78%
    37.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II91.35%
    38.Индиана Джонс 5Indiana Jones 591.25%
    39.Плохие парни 3Bad Boys 391.21%
    40.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 390.82%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Опустевший городReign Over Me75
    Капризное облакоTian bian yi duo yun12
    Под покровом ночиIn the Cold of the Night4
    Могучий Джо ЯнгMighty Joe Young2
    ВаркрафтWarcraft27
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.453
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.739
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.595
    Angry Birds в киноAngry Birds6.547
    Экипаж8.177
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры