всё о любом фильме:

Носферату, симфония ужаса

Nosferatu, eine Symphonie des Grauens
год
страна
слоган-
режиссерФридрих Вильгельм Мурнау
сценарийХенрик Галеен, Брэм Стокер
продюсерЭнрико Дикманн, Альбен Грау
операторФриц Арно Вагнер, Гюнтер Крампф
композиторДжеймс Бернард, Ганс Эрдманн, Карлос Ю. Гарза, ...
художникАльбен Грау
жанр ужасы, фэнтези, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Молодой клерк Хуттер из Бремена первой трети XIX века отправляется за тридевять земель, в карпатские леса, к инфернальному графу Орлоку, владельцу замка, решившему перебраться в крупный город. Гость выясняет, что Орлок, известный и как Носферату, — вампир, и от его заражающего укуса Хуттера спасает лишь супруга Элен, сверхъестественно сильно влюблённая в скромного и безвольного служащего конторы по продаже недвижимого имущества. Именно она понимает, какое зло несёт в себе мрачный граф.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
60 + 2 = 62
9.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Брэма Стокера «Дракула» (Dracula, 1897).
    • В Швеции фильм был запрещен вплоть до 1972 года.
    • Все пленки и негативы с фильмом были уничтожены по результатам судебного процесса, затеянного вдовой Брэма Стокера. Однако впоследствии нашлись копии в других странах, и фильм был спасен.
    • Мурнау использовал для создания мистической атмосферы интересный и прежде не применявшийся в кино приём: в сцене, где адский экипаж везёт Хуттера в замок, в одном из кадров ночной лес виден в негативе (белые деревья), но экипаж и лошади по-прежнему тёмные. На самом деле вся сцена снята в негативе, но экипаж и лошади при этом были задрапированы в белые полотнища.
    • Чтобы усилить «мертвость» своего персонажа, Макс Шрек ни разу не моргал в кадре.
    • Многие ночные сцены снимались днем, и это было видно даже на черно-белой пленке. Позднее недоработку исправили, наложив на ночные кадры синий светофильтр.
    • Из 94 минут экранного времени собственно Носферату уделено лишь 9.
    • еще 4 факта
    Трейлер 01:13

    файл добавилRusfan93

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 10 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    С первых минут не привычно смотреть такое кино, хочется выключить, но присмотревшись начинаешь понемногу втягиваться.

    Первое что бросается в глаза это игра актеров. В те времена они должны были передавать свои эмоции выражением лица, жестами. Это выглядит очень необычно и шедеврально. А какая атмосфера! В то время, с «устаревшими спецэффектами», сделали такой атмосферный фильм, который даже через 90 лет выглядит очень здорово!

    Образ вампира просто потрясающий. Это не прилизанный подросток, а старик, страшный старик пугающий своим видом, жестами, манерами.

    Несмотря на то что тут нету резни, фильм очень страшный. Этому способствует не только игра актеров, но и сопровождающая музыка, она нереально нагнетает атмосферу ужаса и страха.

    Фильм смотрится на одном дыхании, вообще никуда не хочется отойти «на рекламу», хочется досмотреть до конца.

    Я смотрел и другие экранизации «дракулы», но все они даже близко не были такими страшными и интересными.

    10 из 10

    13 июля 2012 | 16:11

    «Комары просто безумствуют. Меня укусили в шею сразу два!»

    Свой юбилейный, сотый отзыв, я решил посвятить общепризнанной классике фильмов ужасов и всего кинематографа в целом — картине Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату. Симфония ужаса». Лента была снята ровно 90 лет назад (!) и было бы лукавством говорить, что она смотрится на одном дыхании и в состоянии напугать. Взможно потому, что картина Мурнау — первый и единственный немой фильм, который я посмотрел в своей жизни. Я смотрел «Носферату» с неподдельным интересом, фильм вызвал у меня восхищение и в некоторых моментах приятно позабавил.

    Первое, на что обращаешь внимание — это музыка. Она действительно приятно впечатляет и ее безостановочное звучание на протяжении всего фильма абсолютно не надоедает и не раздражает. Мелодии, звучащие в фильме, по настоящему жуткие и дадут фору многим саундтрекам современных фильмов ужасов. Особенно мне понравилась динамичная музыка, звучащая во время прибытия графа Орлока в гавань Висборга. Интересно то, что даже пение птиц в некоторых эпизодах фильма складывается в пугающую мелодию. Несмотря на то, что фильм немой, необходимости услышать человеческую речь во время просмотра не возникает. Все понятно и без слов.

    Впечатляет масштаб и размах фильма. В «Носферату» зритель сможет увидеть и панорамные виды маленького, уютного Висборга, дремучие леса, горы, бурные горные реки, величественные замки. Никаких искуственных декораций, никакого намека на павильонные съемки. Даже если они и присутствовали, то это невозможно заметить в самом фильме. К сожалению, я смотрел вариант картины с цветовым тонированием отдельных эпизодов. Это якобы было сделано для более глубокой передачи атмосферы фильма. Этот ход мне показался не совсем оправданным, нивелирующий особую магию черно-белого кинематографа. Как я уже отметил, в ленте Мурнау присутствует несколько забавных и комичных эпизодов. Например, меня рассмешил момент, где граф Орлок собирается в дорогу после приобретения недвижимости в Висборге.

    Игру актеров довольно сложно оценить. Она соответствует канонам того времени и в глазах современного зрителя выглядит уж слишком манерной. Но, несмотря на это, отдельные персонажи блестяще сыграны даже с учетом современных требований к актерскому мастерству. Прежде всего, я имею ввиду неподражаемого Макса Шрека в роли графа Орлока. Очень понравился также Кнок в исполнении Александра Гранаха. Уж слишком убедительно он сыграл роль обезумевшего агента по недвижимости.

    В отличие от романа Брэма Стокера (экранизацией которого является «Носферату»), фильм Мурнау не объясняет нездорового интереса графа Орлока по отношению к Элен Хаттер. Этот факт делает сюжет фильма несколько затуманенным в двух последних актах (забыл отметить, что фильм разделен на 5 актов). «Носферату» Фридриха Мурнау является знаковым и культовым фильмом, имевшим огромное значение и влияние на все дальнейшее развитие жанрового кинематографа. Достаточно вспомнить оскароносный фильм «Дракула», являющийся практически покадровой калькой первых трех актов картины Мурнау. И дело тут далеко не в литературном первоисточнике…

    9 из 10

    P.S. «Вам предстоит чудесное путешествие. Ничего, если это Вам будет стоить боли или даже немного крови…»

    19 августа 2011 | 17:33

    … и слава Богу! Людям привыкшим к гламурным вампирам, наверное, не стоит тратить время на «Носферату» — это фильм из другого класса. После просмотра остается впечатление, что прикоснулся к вечному и это так и есть.

    При уровне развития кинематографа в 20-е годы в фильме присутствует юмор, недосказанность, экспрессия… Я знаком со всеми экранизациями романа Стокера, но эта, однозначно, лучшая, возможно, потому, что сам Брэм участвовал в написании сценария. Среди всех фильмов о вампирах «Носферату» — первоисточник. Режиссерская работа тоже приятно удивила — ничего лишнего (после «Носферату» я уже пересмотрел все работы Мурнау, которые смог найти).

    Особенно хотелось бы отметить следующие моменты:

    1. Игра Макса Шрека — нечто потрясающее, чего стоит хотя бы выражение его лица, когда он смотрит на Эллен из окна — голодное, жалкое, просящее. Чудовище со взглядом спаниэля.

    2. Отличные субтитры: всё по существу, но в хорошем стиле и с юмором. Очень важная часть фильма, на мой взгляд.

    3. Несколько сцен, которые остаются перед глазами еще долгое время после просмотра, например, момент, когда Эллен смотрит, как по улице черные люди несут черные гробы производит сильнейшее впечатление.

    Сложно поставить оценку… Люди, для которых кино — искусство, рано или поздно посмотрят «Носферату», т. к. этот фильм — одно из первых произведений киноискусства.

    29 декабря 2011 | 18:03

    Кинематограф уже давно отошел от первоначального образа вампира, бытовавшего в народных поверьях, с увлечением создав свой собственный уникальный тип. Если первоначально упырь являлся отвратным созданием мрака и ночи, выползавшим из могилы или пещеры, чтобы насытить свою мертвую плоть кровью живых, то теперь его черты существенно изменились. Вампир стал неким изгоем из общества, вызывающим более жалость и сочувствие, нежели животный страх и брезгливость; несчастным страдальцем, коротающим одинокие ночи в поисках жертвы, а дни — в каком-нибудь укромном особняке. Или превратился в эстета, ищущего новых впечатлений, и оттачивающего свое смертоносное искусство на ничего не подозревающих людях. Вампир приобрел свои характерные черты в массовой культуре, по которым он нам сейчас более знаком: страдающий от собственной кровожадности человек. Или почти человек.

    Но антигерой не становится героем, что не мешает, впрочем, ему быть символом эпохи. Эпохи, которая ищет своих героев там, где их никогда и не было. Еще начиная с Брэма Стокера, Дракула при всем аристократизме обладал какой-то внутренней потусторонней силой, не способной укрыться за внешним изяществом и пугающей главных героев одноименной книги. Однако, со временем создатели фильмов ужасов перестали обращать на это свое внимание.

    «Носферату» несколько выбивается из этих рамок. Фридрих Мурнау создал образ графа Орлока, даже не столько опираясь на произведение Б. Стокера, сколько на легенды и суеверия, бытующие у различных народов мира. Вряд ли вампир, созданный воображением режиссера, может вызвать у кого-нибудь чувство сострадания: острые уши летучей мыши, тонкие паучьи пальцы с длинными когтями, немигающий взгляд и телодвижения, менее всего говорящие, что перед нами находится живой человек. И все это в окружении мрачноватых, готических декораций.

    Конечно же, Ф. Мурнау не пытался задаться целью с точностью воспроизвести все то, что можно услышать о вампирах и вурдалаках или прочитать о них в средневековых бестиариях, и, собрав все вместе, воплотить в кинокартине. Стоит только приглядеться и увидишь совершенно своеобразный мир, в котором эмоциональность Хуттера, взвинченность и повышенная чувствительность Эллен смешиваются с картинами природы, как в ее диком состоянии (в Трансильвании и на берегу Балтийского моря), так и в искусственном (в лаборатории профессора Бульвера). А на заднем фоне, то появляется, то вновь исчезает сам вампир — оживший мертвец, роковым образом вторгающийся в жизни главных героев, принося с собою в вымышленный городок Висбург лишь чуму и смерть.

    Немецкий экспрессионизм и выразительность характеров персонажей достигают здесь одной из своих вершин в только еще осваиваемом жанре хоррор. А граф Орлок остается навсегда одним из самых запоминающихся монстров в кинематографе, болезненно притягивая своим обликом зрителей, несмотря на уже устаревшие приемы актерской игры. И самым реалистичным из созданных образов вампира, если конечно верить древним преданиям.

    27 августа 2010 | 15:26

    Маленький, вымышленный немецкий городок Висборг. Жилищный клерк Хаттер (фон Вангенхайм) по поручению своего босса Кнока (Гранах) отправляется в Румынию, чтобы подписать договор с неким графом Орлоком (Шрек), желающим приобрести дом в Висборге. Прибыв в замок, Хаттер узнаёт что под личиной его хозяина скрывается ужасный, древний вампир Носферату, который решил сменить прописку. Ночью Орлок отплывает на корабле в Германию, спрятавшись в ящике с землёй, а Хаттер скачет ему вслед, чтобы уберечь жителей города и свою возлюбленную Элен (Шрёдер).

    Немецкий режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау так хотел экранизировать историю описанную в книге Брэма Стокера «Дракула», что даже прямой отказ вдовы писателя не смог ему помешать. Изменив имена действующих лиц и несколько по-другому расставив акценты, Мурнау начал съёмки. В итоге у него получился один их первых фильмов ужасов, законодатель вампирского кинематографа и одна из тех классических лент, которая на слуху у зрителей даже спустя почти сотню лет после её создания.

    Конечно, я бесконечно уважаю Мурнау за то, что ему удалось создать столь шедевральное и вошедшее в историю кинополотно. Однако, если быть до конца честным, то проверку временем ему пройти всё-таки не удалось. Да, конечно, можно долго восхвалять тот вклад, который внесла эта картина в развитие кинематографа, однако в моём конкретном «здесь и сейчас» «Носферату» является достаточно скучной и совершенно не страшной лентой. По-настоящему я смог проникнуться только одной из самых известных сцен — той самой, где Носферату просыпается на корабле и уничтожает всю его команду. В ходе этой сцены, несколько кадров были действительно завораживающими. Однако, учитывая, что самому Носферату в этой полуторачасовой картине отведено только 9 минут экранного времени, весь остальной хронометраж занимают скучные мытарства Хаттера, идиотские гримасы Кнока и сомнамбулические припадки Элен.

    Поймите меня правильно. Я не отказываю этому фильму в праве на шедевральность в рамках того времени, когда он был снят. Но у меня недостаточно развито воображение, чтобы представить себе, как бы смотрелся этот фильм в 20-е годы прошлого века. Сегодня он показался мне пресноватым, а свои оценки я ставлю исключительно из своих же собственных ощущений в контексте того времени, в котором я нахожусь.

    Однако, безусловно, с чисто исторической точки зрения картину «Носферату, симфония ужаса» смотреть просто необходимо. Хотя бы для того, чтобы понимать бесконечные отсылки к этому произведению, заложенные практически во все современные фильмы ужасов про вампиров.

    6 из 10

    16 июня 2015 | 14:23

    Смотрел в английском переводе, конечно, а там имена персонажей заменили обратно на стокеровские (полагаю, историю с борьбой за авторские права, чуть не убившей фильм, все знают?), так что, не обессудьте, излагать буду соответственно.

    Немой фильм всё-таки воспринимать непросто. Преувеличенные эмоции смотрятся как признаки безумия, но с этим вполне можно свыкнуться. Важнее, что, поскольку характер персонажа не раскрыть в диалогах, он тоже подаётся преувеличенно и крайне прямолинейно. В итоге Ренфилд выглядит клиническим сумасшедшим уже в первых кадрах (он — начальник Харкера, пославший его к графу), а Джонатан Харкер, который, конечно, и в оригинале не блистал интеллектом, предстаёт жизнерадостным идиотом. С другой стороны, нельзя сказать, что актёры играют плохо — таковы условности жанра.

    Итак, Харкер оставляет свою жену Нину (почему-то так, вопрос к американским переводчикам) и едет в Трансильванию помочь графу Дракуле выбрать дом в Бремене. По дороге он останавливается в румынском трактире и находит в своей комнате «Книгу вампиров» (самая естественная вещь на свете, не так ли?). Особенно умиляет, что, дочитав до строк «Первый носферату родился в 1443 году. Его имя, которое не стоит произносить вслух, -…», герой зевает, отбрасывает книгу и ложится спать. Удивляясь по пути суеверию местных крестьян (а как им не быть суеверными, если ночами у деревни бегает гиена (sic!) и пугает лошадей), Джонатан пребывает в замок Дракулы и знакомится с этим жутковатым стариком. Тот читает рекомендательное письмо от Ренфилда, написанное, видимо, на вампирском языке — выглядит как детские каракули, дополненные свастиками и могендавидами), восхищается шеей Нины, увиденной на медальоне и выбирает дом напротив дома Харкеров. Наутро Джонатан обнаруживает у себя на шее две дырочки, а графа — в гробу, и начинает что-то подозревать. Ночью Дракулу от мужа отпугивает сомнабулическая Нина, крик которой как-то долетает до Румынии, так что вампир грузит на повозку гробы, ложится в один из них, и повозка без кучера уезжает. Воспользовавшись этим, Харкер, воспользовавшись этим, бежит, граф нудно плывёт на корабле в гробу, а Ренфилд попадает в сумасшедший дом. После приезда Дракулы в городе объявляют карантин, испугавшись эпидемии чумы, Харкер целуется с женой и велит ей не трогать привезённую им «Книгу вампиров», игнорируя тот очевидный факт, что Дракула, презрев конспирацию. и правда поселился в купленном им доме. На этом сходство с «Дракулой» Брэма Стокера, затянувшуюся завязку которого представляет большая часть фильма, заканчивается. Нина всё-таки читает книгу, узнает, что чистая душой женщина может добровольно предложить кровь вампиру и задержать его до крика петуха — тогда он погибнет. Она принимает соблазнительные позы у открытого окна, граф попадается в ловушку и испаряется, а Нина умирает от потери крови.

    Несмотря на всё вышесказанное, в фильме есть саспенс. Конечно, в очень значительной степени его обеспечивает Макс Шрек. Он действительно великолепно сыграл мёртвое чудовище. Полагаю, роль сыграла и его внешность, действительно, впечатляющая, но дело не только в ней. Минимальная подвижность и полное отсутствие непроизвольных движений, угловатость и механистичность, остекленевший взгляд — таким не был Дракула у Стокера, но именно таким должен быть порождённый ночью живой мертвец. Худой, похожий на паука граф, несущий гроб по ночным улицам — пожалуй, самое наглядное и жуткое изображение вампирской сверхсилы, что я видел.

    Не говоря о том, что это просто классика, которую надо знать.

    23 марта 2014 | 07:02

    Никакого «саспенса», ни грамма дорогостоящих эффектов, несколько капель крови — и все равно, я считаю «Носферату» одним из лучших фильмов в жанре хоррор.

    Сам вампир Носферату неотразим, эти не моргающие безумные глаза я запомню на всю жизнь. Сыграно все правильно, по дедушке Станиславскому.

    Музыка вкупе с картинкой изрядно пощекотали мне нервы. Хотя фильм заставил меня сидеть на иголках, после него остается вполне себе интересное, даже приятное послевкусие, чего не скажешь о многих современных фильмах этого жанра.

    Понравилась игра оператора с фильтрами, весьма необычно, а для 1920-х так вообще диковинка.

    Итог — каждый уважающий себя киноман, тем паче, любитель хорроров, обязан посмотреть эту великолепную классику жанра ужасов.

    10 из 10

    Теперь это мой любимый фильм в жанре.

    26 мая 2014 | 03:34

    «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау — одна из самых знаменитых картин в истории кино, одно из лучших творений немецкого экспрессионизма, картина-легенда, которая уже давно прошла испытание временем и которая до сих пор удивляет и восхищает своего зрителя.

    Удивителен тот факт, что этот шедевр в своё время мог так и не выйти на экраны и не сохраниться до наших дней.

    Дело в том, что «Носферату» — это неточная экранизация самого знаменитого творения Брэма Стокера «Дракула». Неточная в силу того, что вдова писателя никак не хотела продавать права на экранизацию продюсерам «Prana Film». Но будущие создатели картины были уже настолько увлечены идеей этого фильма, что пошли на хитрость, переименовав всех персонажей и значительно изменив сюжетную линию. Но и после всего этого вдова не успокоилась: после выхода фильма на экраны, она через суд добилась уничтожения всех копий фильма. Но уничтожить все копии, которые к тому времени уже распространились по всему миру, к счастью, так и не удалось.

    «Носферату» был первым фильмом в истории кино про вампиров (не считая несохранившиеся короткометражные картины). Создание фильма пришлось на ту эпоху, когда кино только становилось на ноги: многое в фильмах тех лет придумывалось с нуля, параллельно создавался так называемый «киноязык», к которому современные зрителю относятся, как к чему-то само собой разумеющемуся. И действительно, в «Носферату» благодаря гению Мурнау было найдено много потрясающих находок, которые в дальнейшем изменили как конкретный жанр фильма ужасов, так и весь кинематограф в целом. Именно в нём были впервые использованы эксперименты с негативом плёнки и причудливая игра с тенями (например, в одном из эпизодов тень вампира появляется задолго до самого её хозяина, рождая тем самым чувство напряжения и беспокойства у зрителя). Поскольку воображение человека может нарисовать более страшные образы чем то, что показано на экране, камера не обязательно должна постоянно показывать злодея, достаточно лишь чувство того, что сейчас произойдёт что-то ужасное. Где только этот приём не был использован позже?!

    Ну и, конечно же, фильм не был бы тем, чем он есть, если бы не Макс Шрек. Его образ вампира с выпученными, не моргающими глазами, с лысым черепом, с белой, как мел, кожей, с острыми клыками и длинными когтями на руках — самый яркий и жуткий из всех, когда либо созданных в кино на эту тему. Образ был настолько потрясающий что, что позже распространилась легенда, будто бы Макс Шрек и в действительности был вампиром.

    Конечно же, по прошествии более чем девяноста лет, «Симфония ужаса» смотрится не так, как в годы его выхода. Могу предположить, что тогда люди буквально падали в обморок от происходящего на экране. Фильмы за этот долгий промежуток времени поменялись так же, как и их зрители, и сейчас вряд ли кто-то упадёт в обморок. Но по-прежнему в фильме осталась та неповторимая атмосфера мистики и таинственности, которая притягивает взгляд зрителя к экрану и вряд ли даст оторваться на протяжении всех полутора часов экранного времени.

    10 из 10

    18 марта 2016 | 16:21

    Фильм представляет собой ярчайший пример немецкого экспрессионизма — художественного направления строго (хотя и не классически, гегелевски) разделяющего мир на две части — добра и зла. Более того, указывает на ключ к замку двери, распахивающийся в мир зла, мыслимый как действительный. Этот психологический ключик — чувство нам мало знакомое по сравнении с немцами 20-х годов… Они знали Страх во всем многообразии его рефлексии как чувства инородного, ведущее к ненависти и пр. В том-то и дело, что для меня, например, это «и пр.» для немца же это целый глубоко чувствуемый, а, значит, рефлексируемый мир. И Фридрих Вильгельм Мурнау представляет нам мир страха, населенный оборотнями, призраками и прочими его жителями. Это мир мировоззрения, возникающего в состоянии, которое мы назовем психопатологическим, относительно которого человек нормальный, как герой фильма Хуттер, только посмеется, но больному человеку в этом состоянии не до смеха…

    Ох уж эти немцы! Чувство инородного, ведущее к ненависти (и даже к смерти!) возникает в нас там и тогда когда умирает Чувство Любви, любви ко всем и всему, что мы называем оптимизмом, любовью к жизни. Когда Человек Любящий перерождается в Человека Испуганного, Человека Ненавидящего, тогда и наступает психопатологическое состояние, которое Мурнау пытается дать нам почувствовать. И все дело в любви? Не знаю, во всяком случае, общеупотребимая формула в рамках рационализма гласит, что «сон разума рождает чудовищ». Только вот верна ли эта формула или следует говорить о настороженности, испуге, переходящем в ненависть. О чем вообще следует говорить с сумасшедшим — о любви или о разуме? Что следует контролировать — его логику или его жизнерадостность? Быть может, сумасшествие развивается тропинкой от «не нравится» к «не нравится», от неприятного ощущения к неприятному ощущению, от шороха к шороху как замечательная и напоминающая современный рок-андеграунд музыка к фильму. Что умирает в нас раньше — рассудок или любовь? Когда нам начинают мерещиться кошмары?

    Глубокий философский фильм, пытающийся изложить нам нам такое рассудочное понятие как безумие в терминах любви. О, любовь и рассудок кажется мне неразделимым целым!

    Фильм о любовниках, которые сходят с ума одновременно, вместе, причем, даже будучи разделенными расстоянием, и идея о том, что мир любви роднит нас как бы превращая в одно сверхцелое, не знающее категорий времени, пространства, при котором депрессия и даже шизофрения передается нам как чума, бессознательно, просто потому, что наши души взаимодействуют бессознательно, тоже чрезвычайно интересна, глубока.

    Ни один сумасшедший не знает, что он сумасшедший и все сходят с ума бессознательно, когда душа человека как овца оказывается в зубах у волка и тогда вирусом безумия инфицируется все стадо…

    Германия между I и II мировыми войнами была коллективным сумасшедшим, фильм же иллюстрирует такой важный, и много позднее возникший, термин Юнга как «коллективное бессознательное», характеризующий не склонных к рационализму, но остро чувствующих людей, живущих в иррациональном по природе мире гуманитарных знаков, символов и означающий кризис жизнерадостности, кризис любви.

    В фильме сложилось такое сугубо гуманитарное понятие как «вампиризм» актуальное для десятков, если не сотен, способных кинематографистов последующих времен, имевших обширную аудиторию.

    Чтобы окончательно была ясна общественная функция фильма надо сказать что вампира играет актер с внешностью еврея…

    Ох уж эти гуманитарные словечки! Если серьезно, то как вам такое гуманитарное словечко как «вампиризм»? А как вам такое гуманитарное словечко как «справедливость»? Не кажется ли вам, что между ними есть что-то общее?

    15 мая 2013 | 15:26

    Днем он спит мертвым сном в своем гробу в темноте грузового отсека, а корабль целенаправленно идет к его новому дому. Берегитесь люди, чума уже на всех парусах плывет в ваш спокойный город Висборг…

    Загоревшись желанием экранизировать роман Брэма Стокера «Дракула», немецкий режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау был готов осуществить это, несмотря на то, что киностудия так и не получила права на экранизацию. И он немного изменил эту историю, создав кинокартину о другом вампире, который впоследствии стал одним из самых известных и легендарных персонажей фильмов ужасов.

    Первое время, пока рассказывается о счастливой жизни Хуттера и Эллен, с нетерпением ждешь появления одного единственного персонажа, в честь которого и назван фильм. Граф Орлок, чей неподвижный взгляд способен пронзить насквозь, как и его длинные когти и острые зубы, сразу производит неизгладимое впечатление. В тот момент, когда Макс Шрек появляется на экране в этом образе, просто перехватывает дыхание. Он ужасен, но от него невозможно отвести глаз. Будто гипнотические способности его героя распространяются не только на персонажей истории, но и на зрителя. Даже когда он отсутствует на экране, чувствуется, что он где-то неподалеку, что он вот-вот появится и погрузит город в свой кошмар. Макс Шрек создал настолько запоминающийся образ, что даже его тень, отражающаяся на стене под конец фильма, стала очень знаменитой и не менее пугающей, чем ее обладатель. Это одна из тех ролей, которая не только является одной такой на всю карьеру актера, но и единственной такой на весь жанр.

    «- У Вашей жены прекрасная шея…»

    Грустно смотреть, как на счастье молодых супругов Хуттера и Эллен постепенно падает тень смерти. Но им не занимать храбрости в том, что они не позволяют страху захватить их и продолжают бороться против того, кто несет с собой саму смерть. Актеры Густав фон Вангенхайм и Грета Шрёдер за свою жизнь снялись чуть меньше, чем в двух десятках фильмов, в основном играя второплановые или эпизодические роли. Им очень повезло, что режиссер выбрал именно их, и они его не подвели, сыграв очень эмоционально и чувственно своих героев. Запоминается и Александр Гранах в роли Кнока. Он появляется на экране раньше графа Орлока, когда история еще не предвещает ничего плохого, и от его персонажа с безумно-хитрыми глазами и жуткой улыбкой сразу становится не по себе.

    Режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау и пугает, и вдохновляет этим фильмом. Он хотел снять свой готический фильм ужасов и он это сделал. И этот фильм выжил, спустя столько лет, хотя все его копии когда-то пытались уничтожить наследники Брэма Стокера. Мурнау прекрасно умел использовать каждый кадр; каждая сцена, каждый общий и крупный план были точно рассчитаны. Вместе с музыкой это создает неповторимую атмосферу, атмосферу напряжения, ужаса, предвкушения, что произойдет что-то неотвратимое и страшное. И его придумка, что солнечный свет является смертельным для вампира, оказалась гениальной, и спустя долгое время стала в большинстве случаев неотъемлемой частью мифа об этих кровожадных существах. Это один из самых великих немых фильмов ужасов, в значительной мере повлиявший на последующие истории о вампирах.

    Каким бы жутким ни был вампир, как бы легко не подчинял своей воле людей, какими бы силами не обладал, всегда есть что-то, чего он боится, как, например, пропустить первый крик петуха.

    1 ноября 2013 | 20:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>