всё о любом фильме:

Четыреста ударов

Les quatre cents coups
год
страна
слоган«Det franske mesterværk om de unge i lømmelalderen[Дания]»
режиссерФрансуа Трюффо
сценарийФрансуа Трюффо, Марсель Мусси
продюсерФрансуа Трюффо
операторАнри Декэ
композиторЖан Константен
художникБернард Эвейн
монтажМари-Жозеф Йойотт
жанр драма, криминал, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время98 мин. / 01:38
Номинации (1):
Двенадцатилетний Антуан Дуанель — трудный подросток. Его мать занята личной жизнью, и у нее нет ни времени, ни желания вникнуть в проблемы сына. Отчим — человек слабохарактерный, не имеет влияния ни на жену, ни на сына. Учитель лишь наказывает мальчика. Антуан и его приятель все реже посещают школу, сбегают из дома. Ни к чему хорошему все это не приводит.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
52 + 0 = 52
9.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Трейлер 02:09

    файл добавилalechorseman

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Всего лишь 27-летний Франсуа Трюффо моментально прославился в мировом кино, сделав свою первую полнометражную ленту «Четыреста ударов», хотя этот общепринятый русскоязычный вариант названия явно неточен — на самом-то деле, имеется в виду французское идиоматическое выражение, которое примерно означает: «Сплошные неприятности» или «Кругом одни напасти». И ведь действительно — на юного Антуана Дуанеля (его роль сыграл 14-летний парижский мальчишка Жан-Пьер Лео), который живёт только с матерью и не удерживается от обычных подростковых проказ в школе, на улице и везде, где придётся (кстати, предшествующая короткометражка Трюффо называлась «Шантрапа»), постоянно обрушиваются всевозможные несчастья. Они могут показаться мелкими и незначительными лишь взрослым людям, а входящий в большую жизнь пока что маленький человек воспринимает всё происходящее обострённо и ранимо, чуть ли не как настоящий «заговор мира» против лично него самого. И оказавшись в интернате для трудновоспитуемых подростков, Антуан считает это покушением на свою индивидуальную свободу — вот почему бежит оттуда, неизвестно куда, навстречу тому будущему, которое больше похоже на недосягаемую мечту. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 14 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Что написать о фильме, о котором уже столько писали, что все равно ничего нового написать не удаться. Ведь как-никак «400 ударов» стал дебютом знаменитого французского режиссера Франсуа Трюффо и одним из первых фильмов «новой волны», те, кто знаком с историей кино объяснять не надо.

    Сюжет прост — послевоенная Франция, простая семья, мать, отец и тринадцатилетний подросток. Именно Антуан Дуанель и является главным героем фильма. Именно его злоключения, переживания и историю показывают на экране.

    Когда тебе тринадцать мелкие проблемы кажутся целой трагедией, родители тебя не понимают, а весь мир против тебя. Попытки жить собственной жизнью воспринимаются окружающими как бунт и встречают явное неодобрение. Никто не смотрит в корень, а просто ставит клеймо «трудного подростка» и спешит избавиться от проблемы, например, отдав мальчика в исправительное учреждение для малолетних преступников.

    К сожалению, лично мне еще не довелось увидеть фильмы других представителей «новой волны», но вот «400 ударов», стал вторым фильмом Трюффо, увиденным мною. И скажу, так, не так страшно авторское кино как его расписывают. Абсолютно ничего сложного, а наоборот очень легко и интересно. Поэтому даже тем, кто начинает строить мины, когда слышит имена режиссеров авторского кино, боятся нечего, смотрите и не бойтесь.

    В этом фильме может и нет доскональной идеальности, но все, же это действительно настоящий кинематографический шедевр, который заслуженно получил премию за режиссуру на Каннском кинофестивале, был удостоен номинации на «Оскар» за сценарий и входит в различные топы и чарты лучших фильмов кинематографа.


    10 из 10

    13 августа 2009 | 10:34

    «400 ударов», (фр. Les Quatre Cent Coups) — идиома, обозначающая предел того, что может выдержать человек. И приближение этого предела из-за сыпящихся на голову трнадцатилетнего Антуана одного за другим несчастий заставляет его бежать, не куда-то, что для него в принципе не является определяющим, а откуда-то.

    Сначала из школы, он сбегает с уроков, где его постоянно наказывает за шалости учитель, отождествляющий себя с законом и предпочитающий такой метод воспитания как кнут без пряника. Уходит мальчик не потому что ему хочется бездельничать, а из-за излишней требовательности и строгости. Затем уходит из дома: он чувствует себя лишним, ненужным. Далее цепочка печальных событий лишь увеличивается.

    В одном эпизоде Антуану задают вопросы о причинах его поступков, этот отрывок производит очень сильное впечатление. Герой сидит за столом и совершенно спокойно рассказывает о том, что привело его к такому состоянию и такой жизни. Он говорит словно об абсолютно обыденных вещах, встречающихся каждый день, таких, что не могут никого удивить. И это ужасает. Эта маленькая сцена является одной из ключевых во всем фильме.

    Бегство Антуана от одиночества и несправедливости общества, обрушивающейся на него, приводит мальчика к берегу моря, где он, оставляя следы на мокром песке, входит в воду, а затем чуть пятится и оборачивается, глядя в камеру. Взгляд его словно выражает вопрос «что делать дальше, куда еще бежать?». Здесь и опасение перед будущим, небольшая растерянность, и готовность к действию, борьбе, поиск решения, и контакт со зрителем, и вся эта гамма раскрывается на фоне моря как символа надежды.

    16 сентября 2012 | 13:53

    Франсуа Трюффо представитель новой французской волны, синефил и просто «высоколобый», образованный молодой режиссер, помешанный на кино — вот кем он перед нами предстает в его первом полнометражном дебюте. Фильм посвящен Андре Базену — ментору, духовному учителю перед которым он преклонялся и которого он боготворил. Первый полнометражный кинофильм от Франсуа Трюффо, снискавший всемирную славу и заслужил звание одного из самых мощных стартов карьеры кинорежиссера, и ведь бессмысленно спорить.

    Очень тонкий, душевный, лаконичный, изысканный, искрометный, притягательный черно-белый фильм о нелегкой судьбе «детства». Фильм пропитан любовью к главному герою, к городу в котором он обитает, к каждому кадру показанному нам — зрителям. Очень эмоциональная, одухотворенная работа режиссера и всех участников кинопроцесса.

    Фильм который не отпускает фокус взгляда зрителя ни на секунду, и дарит ему столько эмоций и переживаний, что хватит с лихвой, и фильм не выйдет из головы на долгое время. Столько событий и действий правильных и неправильных, но главное настоящих, жизненных, которые действительно влияют на судьбы героев фильма.

    Фильм о простой судьбе обычного мальчика, которому не хватает любви и внимания семьи, а в первую очередь матери и отца. Автор не дает ни одного ответа: почему так произошло, из-за чего так вышло, но одна из главных идей — «Родители проводите с детьми больше времени», воспитывайте их, не оставляйте их на произвол судьбы, отдайте им всю свою любовь и нежное тепло материнских и отцовских чувств, не пускайте все на самотек на волю судьбы, любите свое дитя, старайтесь понять его чувства и эмоции. Естественно если все это присутствует в вашем резюме родителя, не факт что из чада не вырастет балбес, но вы понизите до минимума шансы на такое событие.

    Конечно фильм не только об этом, фильм во многом автобиографичен и в нем присутствует множество других тем, которые нужно разглядеть в фильме, усмотреть за ними и попробовать спроецировать на себя и попытаться понять хоть часть из них. Благодарю режиссера за такую скромную возможность.

    Фантастическая атмосфера, великолепно показан любимый город автора, показан действительно глазами ребенка. Великолепная музыка придает особый тон и оригинальность фильму. Отличные актеры, живые, настоящие, профессиональные актерские работы.

    Феноменальный, мощный, забавный, душещипательный, изысканный первый полнометражный художественный фильм от настоящего классика французского а впоследствии и мирового кино Франсуа Трюффо. Осталось только посмотреть.

    10 из 10

    19 февраля 2014 | 00:16

    Детство и юность — необыкновенно богатая и неисчерпаемая тема. В кинематографе существует множество фильмов, посвященных подросткам, их бунтарству и трудностям внутри семьи. Эти картины отображают действительность в любом временном контексте. Сколько людей — столько судеб. Режиссер, находя общее с детьми, еще сам — ребенок, живущий в главном герое, несет зрителю авторский взгляд на проблемы общества, через свои, пережитые раны.

    В возрасте двадцати семи лет, Франсуа Трюффо, снимает болезненную и личную картину о детях, которым присваивают ярлык «проблемные». Режиссер, языком кино, рассказывает о своем детстве, «приукрашая» картину деталями личного характера и харизмой Жан-Пьера Лео. Автобиографичность фильма — в сходстве судьбы Трюффо и многих детей, не имеющих крепкой семьи, страдающих от равнодушия со стороны родителей. В жизни так и случается, ребенок, убегая из дома, ищет свободу, которая в картине ассоциируется с морем, с мечтой, которую если поймать — даст ли счастье? Последние кадры картины, музыкой Жана Константина, заставляют чувствовать мелкую дрожь и отвечают — нет.

    Если с детства знать, что мать не хотела твоего появления на свет, приучила жить враньем, а, в конечном счете, отправляет в исправительный лагерь — любое сознание перевернется! Да так, что исповедь жизни психологу — будет чувствоваться криком души мальчика, первый раз захотевшего заговорить честно!

    В картине дети, на примере главного героя и его друга — одиноки и предоставлены сами себе. Один — из богатой семьи, другой — спит в рваной пижаме, и радуется походу в кино, будто полетом на Луну. Обоих объединяет мелкое бунтарство с окружающим миром. Но дети — есть дети. Они еще могут удивляться и делают это искренне. Оператор, фокусируя камеру в зрительном зале, показывает лица детей крупным планом, передавая эмоции от испуга и удивления до радости и счастья. За воспитанием ребенку нужен праздник, а герои фильма — создают праздник себе сами, как умеют. Иногда такие «праздники» плохо заканчиваются…

    Для Трюффо — кино личный эксперимент, в круге мыслей и чувств одного человека, в «400 ударах», ребенка, против взрослых. Режиссер, будто рисуя себе счастливое детство, появляется в роли служащего аттракциона, показывая один из моментов счастья Антуана, парящего на карусели, как птица. А значит, в тот момент не герой, а автор, обретал крылья и мнимую свободу!

    10 из 10

    13 июля 2011 | 17:46

    Отчуждение.
    На тринадцатилетнего Антуана Дуанеля его учителем повешен ярлык «трудного ребенка». Мальчик, и так обделенный особыми качествами, утрачивает тот малый интерес к учебе — она ему не нужна, он не видит смысла в хороших оценках. Ведь учитель считает его хулиганом (обычное невезение и, столь же обычная, неусидчивость), а родителям (самым важным, в общем-то, людям на этом свете) он не нужен.

    Отец у него приемный, а мать видит в нем только проблему и жалеет, что не сделала аборт. Она отчаянно пытается устроить собственную жизнь и выбраться из нищеты, и не желает тратить время и энергию на мальчика, которого уже считает неудачным материалом. Нежелание взрослых взглянуть глубже мелких проступков Антуана, увидеть причину его поведения, нежелание хотя бы принять ту простую истину, что в большей мере виноваты они, приводят героя к краю, к тому, что сейчас назвали бы «асоциальным поведением».

    Faire les quatre cents coups.
    Антуан вместе с товарищем сбегают в большой Париж, пока что невинный прогул школьных уроков. Аттракционы (где можно увидеть самого Трюффо), кинотеатр и прочие развлечения заполняют этот день. В фильме в кино ходят часто (второй раз Антуан пойдет с семьей, и будет казаться, что у них все нормально). Кино — главная страсть Трюффо; и его герои, так же как он, ищут, возможно, спасение в кинотеатре. За этот прогул, и за свою ложь касательно смерти матери, как оправдания, Антуан получает нагоняй и решает сбежать из дому.

    В холодном зимнем Париже он не находит то, чего искал — новой жизни — и, в итоге, снова оказывается в родительской квартире. Мать пытается найти общий язык с ним, но короткий период семейной идиллии нарушает учитель, который яростно критикует мальчика за плагиат (а он и слова такого, видимо, не знал; всего лишь хотел показать свое восхищение Бальзаком, и, так уж получилось, полностью скопировал его слова в своем сочинении). Антуан видит один выход — бежать.

    Бег к морю.
    Мать и отец окончательно ставят на мальчике крест. И снова перед ним мрачный, холодный Париж, и тот же товарищ, с которым они идут на преступление. В результате, Антуан проводит ночь в камере, попав туда с полного согласия отца. Родители решают отдать его в приют для таких же «сложных» подростков, внушая себе, что они сделали все возможное.

    Мальчик оказывается в своего рода тюрьме для малолетних. Там его навещает мать и тот самый товарищ. Психологи пытаются понять причину его поведения и исправить ее. Но никакой приют ему не нужен, ведь это очередная выдумка мира, в котором он себя не видит. Единственное, чего он хочет — увидеть море. Он снова бежит, бежит с определенной целью — претворить в реальность свою мечту. И вот он пляж… и море. Застыв у самой кромки воды, Антуан видит бесконечный, непонятный, но и прекрасный, удивительный мир, который еще ждет его впереди.

    Побег в кино.
    Ни для кого не секрет, что «Четыреста ударов» во многом автобиографический фильм для Франсуа Трюффо. И на главную роль он взял Жана-Пьера Лео не только за умение естественно выглядеть в кадре, но и за внешнее сходство с собой в том же возрасте. С Лео он не расстанется и снимет его еще в нескольких своих картинах. Вообще, молодой актер удивительно хорошо справился с этой ролью.

    Камера, постоянно следовавшая за ним, фиксировала все, вплоть до личных, и оттого сложных, сцен. Это история Трюффо, история его бегства от этого мира в мир кино. Именно в кинематографе он нашел свое призвание и, может быть, спасение. Проработав долгое время критиком, сняв пару короткометражек, он выдал миру пронзительную и грустную историю взросления. Все мы через это прошли, но немногие смогли бы рассказать о своем пути по прошествии стольких лет.

    23 декабря 2007 | 00:34

    Поздно ночью
    деревья собираются в дорогу,
    в тайном сговоре
    долго-долго собираются в дорогу,
    почти каждую ночь собираются в дорогу,
    крепко врастая корнями в землю.
    Куда они пойдут?
    Не знают и не желают знать.
    Уйти — желание всей их жизни.
    И этой ночью
    деревья собираются в дорогу,
    Тайно, с дрожью в руках, собираются в дорогу. (Дзюн Таками)

    В толпе, конечно безопасней, делай как все, будь бараном и безопасное существование на «ферме» обеспечено. Но намерение Антуана, не быть как все, делает его изгоем, способного совершить неординарный поступок… Так из чего же рождается новое? От безысходности, отчужденности и одиночества, когда человек осознает, что ему нечего терять, то он начинает жить в своё удовольствие, здесь и сейчас! Мне кажется, только тот, кто способен выйти из строя (стада), покинуть казарму, структуру, организацию, объединенную общими целями и ценностями, имеет шанс на возрождение и обретение собственных родных целей. И таким героем становится наш мальчик, совершивший побег с «фермы». Он не желает быть домашним животным, он ДИКАРЬ, гадкий утёнок, прислушивающийся к голосу своей души. И в последнем кадре в его глазах, видны вроде бы не совместимые вещи, надежда и отчаяние… Но, полагаю, что из, вечно сомневающегося изгоя, вырастет благородный лебедь, уверенная в себе звезда и яркая индивидуальность.

    9 из 10

    24 мая 2013 | 23:02

    Сквозь свойственное большинству растущих организмов баловство, словно с помощью бинокля смотрит двенадцатилетний Антуан на мир, что раскатился разноцветными коврами сменяющих друг друга времен года, и оперся на определенный район, улицу, школу, и, в конце концов, парижский дом, где предстоит взрослеть юнцу. А также провести ту часть жизни, из которой только отдельные кадры надолго обоснуются в памяти.

    Все вполне идет своим чередом, и ребенку всегда необходима опека, на какой бы стадии развития он не находился. Требуется воспитание, основывающееся на безболезненных методах, что поспособствует правильному становлению разума и расстановке необходимых позиций, которые расфасуют все будто по полочкам. Да вот только родителям Антуана ровным счетом все равно, живет ли их сын или существует, посещает школу или прогуливает ее с другом.

    Под гнетущим течением семейных уз взрослые не занимают себя более ничем, кроме выяснения собственных отношений и поиска способов определить себя в правильное русло, дав свое тело на растерзание сторонним интригам, что будут протекать вдали от маленькой квартирки, где комнатой для ребенка служит лишь узкий проходной коридор. Вот, где и есть возникновение истинного плода зла, и он разом может обменять между собой характеры матери с отцом, обернувшись проросшим деревом краха и раздора.

    Любая взрослеющая личность стремится ощутить на неокрепшей шкуре все запретные родителями вещи, а т. к. воспитание маленького Дуанеля нельзя было назвать иначе, чем откровенной тиранией, ограничивающей свободу действий до возможности укрыться ночью только дырявым мешком, французский мальчик таил желание расправить свои крылья вне домашнего очага, который постепенно затухал. Отсюда и «успехи» в школе, «удача» в отношениях со сверстниками и учителями.

    Считается, что эта дебютная картина Франсуа Трюффо наравне с «Последним дыханием» Годара ознаменовала начало новой французской волны. «Четыреста ударов» могут предоставить зрителям последовательное повествование, обозначающее виновность и причастность родителей к загубленным судьбам своих детей, которые, как и Антуан, тем не менее, изо всех сил хотят ощутить свободу и без мнимой опеки взрослых, что используется лишь для достижения эффекта искусственного присутствия.

    Изображенная на экране история не является неким плодом воображения, а может именоваться настоящим взглядом и переосмыслением своего детства режиссером Франсуа Трюффо, который, будучи мальчонкой, испытал подобное на себе. Таким образом, можно рассуждать о зеркальности, когда Трюффо рассматривал собственные поступки, имевшие место быть, в игре похожего в те годы на него юного актера Жан-Пьера Лео, способного похвастаться смелым воплощением задумок режиссера.

    Не глядя на тяжелое положение мальчишки, можно констатировать тот факт, что, все-таки, картина со всеми событиями получилась достаточно доброй и душевной, способной подарить некоторую веру (а именно она сильнее страха) в будущее. И именно люди являются творцами своей жизни, хоть ее и могут видоизменять обстоятельства в лице тех же родителей Дуанеля, а это лишний раз и доказывает Франсуа Трюффо на фоне завораживающего французского натюрморта.

    31 августа 2012 | 21:16

    Каждый взрослый человек переживает в своей жизни так называемые переходные периоды и даже не один, но особо трудный и оттого запоминающийся — это отрочество, пора взросления, перерождения из ребёнка во взрослого с неизбежной необходимостью социализации и обретения того или иного статуса. В эту пору ребёнок уже ощущает себя взрослым, но, не имея жизненного опыта, постоянно совершает ошибки и это нормально, а как ещё можно чему-либо научиться? Родители же, будто никогда и не были детьми, спешат навесить на своё чадо ярлык, тем самым оправдывая свою собственную нерадивость, предоставив его самому себе, ведь он же неуправляемый, а то и вовсе тупица, разве можно его исправить? В итоге, весь воспитательный процесс сводится к тычкам и крикам. В той или иной мере через это прошли все и потому этот фильм находил и находит живой отклик в душах миллионов зрителей, ибо здесь показаны без прикрас жизненные реалии на примере 14-и летнего Антуана Дуанеля, жившего в небольшой квартирке с мамой, занятой своей личной жизнью и отчимом, в общем-то неплохим человеком, для которого на первом месте его небольшой бизнес. Родители редко интересовались делами сына. Главный вопрос для них — вынес ли он мусор. Плоды такого воспитания созрели очень скоро. Антуан, начав с вранья, пришёл к преступлению, пусть и небольшому, а родители, словно только того и ждали, с лёгкостью переложили заботы о нём на государство. Как занимается детьми государство, прекрасно показано на примере учителей. Школа в их лице призвана ломать индивидуальность, причёсывая всех под одну гребёнку. Увы, к счастью это не всегда удаётся, в Антуане сохранился дух свободы, особенно ярко и символично показанный в финальной сцене.

    Франсуа Трюффо снял картину в 27-и летнем возрасте по сценарию, написанному им в соавторстве с Марселем Мусси. Хотя в нём очень много личного, но вряд ли стоит считать его автобиографическим — это скорее собирательный образ детей, рождённых в годы войны и вынужденных жить в непростых условиях послевоенной Франции. Сам Трюффо говорил, что сильное влияние на его видение главного героя оказал исполнитель роли Антуана Дуанеля — Жан Пьер Лео, став его фактическим соавтором. Трюффо относился к этому персонажу, как к младшему брату. Безусловно, автор был одним из прототипов своего героя, имелся таковой и у лучшего друга Антуана — Рене Беже в лице близкого друга режиссёра по жизни Робера Ляшене. В детстве Франсуа не знал отца и как главный герой рос с отчимом, были у него и неприятности с законом. Что интересно, отцовская кровь дала о себе знать при выборе жены из нескольких возможных кандидатур. Расчёт оказался верен и молодой, но уже зубастый кинокритик обрёл не только супругу, но и богатого тестя, ставшего продюсером его первой большой картины, превратив его из теоретика в одного из отцов-создателей французской новой волны. Друг и соратник Франсуа Трюффо — Жан Люк Годар позже назвал эту картину «самым свободолюбивым фильмом в мире». Хотя финал картины и остался открытым, но она представляется законченным произведением, тем не менее автор позже ещё не раз возвращался к своему любимому герою, взрослея вместе с ним на протяжении 20 лет, сняв целый цикл фильмов, ставший пенталогией об Антуане Дуанеле.

    Буквально пару слов об актёрской игре. Все роли, за исключением главной, отработаны хорошо, но они здесь носят чисто вспомогательный характер. Главная же роль сыграна великолепно.

    Эта картина лишний раз заставляет задуматься о своих детях. Возможно родителями слишком высоко поднята планка требований к чаду. Вспомните себя, мало кто был ангелом во плоти и уж тем более ботаном, но это ничуть не помешало, а скорее помогло адаптироваться в новых условиях. Может стоит предоставить ребёнку чуть больше свободы, а не расписывать его жизнь согласно сценарию, созревшему в родительских головах? Вот на такие серьёзные мысли наводит эта картина, ибо это шедевр.

    10 из 10

    P.s. А вот и чадо вернулось из школы.

    - Ну иди сюда, чудовище. Давай дневник и захвати ремень.

    5 октября 2013 | 10:26

    Первым фильмом двадцатисемилетнего Франсуа Трюффо, который к тому же получил зрительское признание и массу наград, стала картина «Четыреста ударов». Эта произведение — кинематографическая исповедь и автобиография режиссера.

    История «трудного» подростка, который не находит любви и понимания в своей семье, чувствует себя в ней чужим и от того совершает не совсем адекватные поступки и по вине ужасного стечения обстоятельств попадает в исправительный дом для малолетних преступников — это история самого Трюффо. Как говорил сам режиссер, «этот ребенок, выросший без любви, все еще жил во мне».

    «Четыреста ударов» — тонкая психологическая драма о жизни подростка, школьника, его непростых взаимоотношениях в семье и в школе, о конфликте его с миром, о трагичности детства и мечте героя о свободе. Без сомнения, автор с огромной теплотой и сочувствием относится к главному герою фильма — тринадцатилетнему Антуану Дуанелю, и заставляет сопереживать ему зрителей. Экранный герой в исполнении Жан-Пьера Лео выразил все одиночество, подростковую наивность, незрелость и беззащитность юного человека, его бунт перед несправедливым и безжалостным миром. Абсолютно реалистичный, во многом близкий к документальному, этот фильм стал необычным для тогдашнего традиционного кинематографа, воплощавшего павильонные романтические истории.

    В конце 50-х годов некоторые молодые французские режиссеры захотели отойти от привычных в то время канонов создания фильма в пользу большей реалистичности, психологической достоверности, непредсказуемости сюжета. Они стремились к более значительному вкладу личности режиссера в процесс создания фильма, авторскому взгляду и новым кинематографическим приемам. Это привело к зарождению французского авторского кино и возникновению нового направления в кинематографии под названием «Новая волна». Одним из основателей этого направления наряду с К. Шабролем и Ж.-Л. Годаром стал Франсуа Трюффо. Его картина «Четыреста ударов» — один из первых фильмов и ярчайший пример работы режиссера «Новой волны».

    9 из 10

    12 мая 2013 | 23:15

    «О, сколько нам открытий чудных

    Готовит просвещенья дух».

    С точки зрения юного Дуанеля — нисколько и, поэтому, он маленький солдат на большой войне. Причем им-то как раз владеет жажда открытий, приключений, которых он не находит в школе, а школа и не предполагает баловать кого-то занимательными фокусами, школа — не приключение. Приглашая нас в первый класс, нас приглашают в армию цивилизации, в низшие чины этой армии. Война же есть мука во имя (целей), и маленького Антуана приглашают на живодерню «осознанной необходимости», приглашают в «золотой миллиард» цивилизованных людей. Школа может быть приятна, стать приятной для тех, кто цивилизовался. Счастливчики получают в ней чины, звания, — «пряники». «Пряник» поувесистей получает будущий менеджер, пряник поменьше будущий рабочий, а для других, исключая немногих богатых и самостоятельных людей, — «кнут», один только «кнут».

    Антуан чувствует себя несчастным в школе, несвободным не подозревая, что подобное чувство карается цивилизацией еще большей несвободой.

    Сам Франсуа Трюффо — двоечник, сбежавший в свое время из школы, состоявшийся как художник, представляет собой поразительное, редчайшее исключение. Он оказывается баловнем современной ему Франции, мира кино вообще, выражая наше собственное подсознательное протеста против цивилизации.

    В нас живет (или не живет) идиот-варвар, мечтающий «махнуть» за тридевять земель, украв и продав пишущую машинку.

    Сколько наивности в людях, граничащей с духовными паразитизмом и инфантилизмом. Думают, надеются, что есть такие какие-то особые начальники — талантливые интеллектуалы, которые не только «тупо» насаждают свою точку зрения, не только «пихают» прогресс, но еще и заботятся об экологии, еще и гуманны и пр. и пр. Но спросите себя — считаете ли вы себя таковым? Считаете ли вы себя человеком, не только способным малость посодействовать прогрессивному, но еще и тонким гуманистом, экологом, толерантным человеком? Я думаю, что никто себя таковым не считает, а все махнут в свой адрес рукой, но … верят, что таковые есть. Где вы — тонкие, интеллигентные крупные начальники? В том-то и дело, что вас нет и либо вы тонкий, интеллигентный … фантазер, либо генерал цивилизации — топ-менеджер. Либо вы прошли по-армейски даваемую вам выучку с первого класса и лет, эдак, до тридцати пяти, либо вы аутсайдер, место которому … в кино; там, где сбываются наши фантазии, что мы кому-то «интересны» и кто-то нам «сочувствует».

    Умный Франсуа Трюффо в, на мой взгляд, значительном фильме затрагивает волнующую нас-фантазеров тему и мы делаем ему репутацию и, значит, раз у нас с режиссером такое согласие, фильм состоялся.

    Юный Дуанель интересен кому-то, кроме полиции, что невозможно, но пусть будет так. Хотя он все-таки плохо подготовленный родителями «солдат», потому что безотцовщина. Берегите отцов, подвернувшийся на стороне мужчина не даст воспитания ребенку…

    Эта вот инфантильная вера в то, что наша цивилизация в принципе гармонична, вера в «царя-батюшку», трансформировавшаяся в веру в «отца народов», который, несмотря ни на что, благ и играет злую шутку с Антуаном. У него нет отца и разгильдяй отчим недостаточно серьезен с ним, поверхностен. У него нет отцовского инстинкта по отношении к Антуану — инстинкта спасать, выручать, в крайней момент подсказывать верное, а не поверхностное решение. И Антуан, поверхностно воспитываемый отчимом, верит, что его «шалости» учтены в нашей «гуманной» цивилизации, будут прощены, ан нет… Не будут. Он будет наказан … штрафбатом. Не хочешь быть «солдатом» — будь «пушечным мясом».

    Фильм предупреждает о том, что общество сурово и не идеально, не таково, каково оно в наших мечтах, когда мы позволяем себе расслабиться.

    С цивилизацией невозможно примириться, можно только подчиниться ей и … испытать при этом облегчение. Это поражение «внутреннего Я», которое оказывается благотворным.

    Не будь капитаном этого корабля, будь пассажиром, который не ворует на нем кошельки, или будь кочегаром.

    Фильм Франсуа Трюффо снят им во Франции времен послевоенной экспансии всего американского — времени, когда ситуация очень напоминала нашу. Французам нелегко было осознать, что они не центр мира, не политический законодатель, но французы примирились с американским лидерством и, по-моему, не проиграли. Проиграли мы, — «козел отпущения», — которых в конце концов гуртом загнали драить палубу на корабле в 90-е…

    Антуан дружен с буржуазным мальчиком, который может позволить себе вольности в школе. В отличие от Антуана, которому не хватает ума осознать, что он не может себе такого позволить. Фильм о социальной несправедливости с которой всегда боролись пылкие и гуманные французы. Фильм грустный, но фильм не о том, что не право общество, а о том что богатый мальчик, приятель Антуана, оболтус, достойный порки, морочащий голову несчастному Антуану.

    Суровый фильм о суровой реальности. Антуан — трагический герой. И, несомненно, уголовник. И, несомненно, герой. Нищий, он бредит о приключениях, развлечениях … и он прав.

    Удивительно, что у нас, которых Запад загнал в уголовники цивилизации, такие жуткие камеры в тюрьмах. Хотя мы, политические маргеналы-уголовники (для Запада), правы вместе с Антуаном.

    Требую себе интернет, матрац, любовницу и … коммунизм. Шутка…

    19 апреля 2011 | 17:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>