всё о любом фильме:

Последняя сказка Риты

год
страна
слоган-
режиссерРената Литвинова
сценарийРената Литвинова
продюсерРената Литвинова
операторАнастасия Жукова
композиторЗемфира Рамазанова
художникНаталья Силинская, Татьяна Юркова, Екатерина Сычева
монтажОлег Корнеев
жанр фэнтези, драма, детектив
бюджет
$200 000
сборы в России
зрители
Россия  62 тыс.,    Украина  10.8 тыс.,    Латвия  1.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Номинации (1):
Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (278)
ожидание: 91% (2095)
Рейтинг кинокритиков
в России
96%
25 + 1 = 26
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Часть съемок проходила в Доме-музее Алексея Толстого на Спиридоновке.
    • Рабочее название фильма — «Их было три подруги».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1249 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Любовь как случайная смерть. — Земфира

    Отбросьте внушённые в детстве представления о Смерти как костлявой злобной старухе в чёрном, с неизменной косой. Они безнадёжно устарели. Ныне Смерть разъезжает на дорогих иномарках, кутается в шикарные меха и сексуальна так, что мужчины при виде её разевают рот и столбенеют, а члены их дрожат мелкой дрожью (и не от ужаса). От старинной атрибутики остались лишь коса да чёрный кокошник с красивыми подвесками, но это всего лишь реквизит вроде театрального. Смерть помолодела, прихорошилась и осмелела настолько, что является к нам в человеческом (естественно, женском) образе и подолгу живёт среди людей. Ещё она стала очень разборчивой и интересуется лишь душами, способными любить (как наименее подверженными её влиянию?) О да, она не чужда моде и стала большой либералкой: на время отпускает своих подопечных и исполняет желания их любящих близких.

    И всё это было бы прекрасно, если бы не одно обстоятельство. Жертвы Смерти тоже помолодели, тоже стали лучше. Жизнь оставляют не беззубые старики и старухи, давно прожившие самый интерес к ней, а молодые, талантливые, любящие и любимые. Паршивых отморозков с бесчувственной душой — вроде неадекватного патологоанатома, с какой-то маниакально-ритуальной настойчивостью в каждый вскрытый им труп зашивающего непогашенный окурок, — Смерть почему-то не трогает. Эстетствует, похоже. Не зря она так сокрушается по поводу разрушенных и всё разрушаемых красивых домов — так что даже больничным громкоговорителем как средством связи с потусторонним миром пользуется исключительно для того чтобы узнавать о всё новых разрушенных домах. В то же время она абсолютно нормально воспринимает царящую вокруг разруху и неустроенность: ведь Смерть и Разруха — сёстры-близнецы, а как же иначе?

    Ренату Литвинову очень интересует смерть и всё, что с нею связано. Это видно по многим ролям неординарной актрисы: сыгранных ею у Киры Муратовой (Офелия из «Трёх историй»), Алексея Балабанова (Тата из «Мне не больно»), у режиссёра-новичка Марины Любаковой (Зоя из фильма «Жестокость»), а также Йоса Стеллинга (фильм этого года «Девушка и Смерть»). Это особенно видно по собственным картинам Литвиновой: первой и документальной «Нет смерти для меня», «Богиня: Как я полюбила», «Последняя сказка Риты». И глубина смыслов бездонной темы увеличивается с каждым фильмом. Если Офелия, в противоположность своей шекспировской тёзке, предпочла не умереть сама, а отомстить отказавшейся от неё матери, то Тата использует близкую смерть для углублённого насыщения радостями жизни, и прежде всего любви. Фаина из «Богини» идёт ещё дальше и использует связь с потусторонним миром для рождения того, чего была лишена доселе — любви. Наконец, в последнем своём сказочном фильме бесподобная Рената отождествляется с самой Смертью, оставаясь при этом самой собой — чувствующей, страдающей, ранимой, жаждущей любви женщиной.

    Интерес к смерти вечен для человека, и здесь-то как раз Литвинова не оригинальна. Более необычна и нова её идея о том, что только в соединении с любовью смерть теряет свой ужасный облик, и только благодаря любви смерть можно перестать бояться. Иначе говоря, Литвинова полагает любовь не только смыслом жизни, но и смыслом смерти. Только в любви умирать не больно, только с любовью не бывает страшно, и если ты любишь кого-то, то сама Смерть любит тебя. Эта своего рода религия Любви, личная религия Ренаты Литвиновой, имеет только один недостаток. При такой вере не успеешь оглянуться, как любовь и смерть сольются до неразличимости, и процесс умирания начнёт доставлять сексуальное удовлетворение, станет приносящим удовольствие и желанным. Это весьма недурно в качестве средства эвтаназии для безнадёжно больных, но как быть тем, кто хочет быть сильным и здоровым? Ведь и для них желание любить превратится во влечение к смерти.

    Однако же Литвинова великолепна. Эти неподдельные, неповторимые манеры, эта жестикуляция, в равной степени беспомощная и завораживающая, и речь, в которой предметы и смыслы рождаются «из ничего, из сумасбродства моего». В картине три героини — три женщины, три подруги, три грации, роли которых, кроме Литвиновой, исполняют очень интересные Татьяна Друбич и Ольга Кузина. Но Литвинова, безусловно, царит, и окружающие её умопомрачительные женщины, никакущие мужчины и тотальная разруха придают чудный лоск её царству. И в кульминационный момент слияния Смерти с Любовью — когда Литвинова в роли Смерти исполняет песню о любви голосом Земфиры — возникает странное желание рыдать, смеяться и кричать одновременно. Очень уж это энергетический коктейль — смерть и любовь в одном бокале.

    26 октября 2012 | 12:57

    В идеале и изначально кино — это особый, личный мир, но и мир, разделённый со своим зрителем. Зритель наедине с фильмом (тем, который творческое высказывание, а не продукт на продажу) что-то обязательно в себе развивает: переосмысляет или заимствует какие-то идеи — затачивает свой интеллект столкновением с новой, ранее незнакомой философией, а может и развить чувствительность своего эмоционального мира — расширить репертуар знакомых чувств, пережить новый чувственный опыт. Миры Ренаты Литвиновой, такие личные, припечатанные стойкой индивидуальностью своей создательницы и обитательницы, в то же время впускают в себя и дают приют случайному, любому прохожему. Некоторые случайные, очарованные, остаются навсегда. Что обнаружится в этих мирах: ничего, существующего поодиночке. Любовь-смерть, одиночество-отношения, спонтанность-упорядоченность, сказка-быль, грусть-праздник.

    Разделить свой мир с другими, неизбранными, любыми — какая явная ипостась любви. Смотреть фильм Ренаты — это жест принятия. А принятие — это мощнейшая тренировка сердца: режиссёр преломляет с вами хлеб, протягивает его вам — вы принимаете его — и теперь у вас есть то, что вы можете передать, протянуть дальше, другим. Но со стороны вас, зрителя, начало всего — это принятие. Поэтому анализировать фильмы Ренаты с помощью одного лишь мышления — это игра на понижение смыслов, первичное здесь — чувство и интуиция. Это не фильмы, а миры, поэтому чтобы войти туда, нужно стать немного Ренатой.

    19 октября 2012 | 21:50

    Несмотря на все заявления Литвиновой о скудности бюджета и сжатых сроках, этот фильм оказался одним из самых ожидаемый и раскрученных картин ушедшего года.

    Тема, как уже было отмечено критиками, не оригинальна для 2012 года. Любят в наше время режиссеры порассуждать о смерти (причем складывается такое впечатление, что целью данных обсуждений является ничто иное, как попытка успокоить самих же себя и найти наименее «страшное» объяснение тому, чего нам всем не избежать). Удивительно, но несмотря на всю свою яркость, необычность и оригинальность идеи, эта картина, вновь, вертится вокруг все той же темы — смерть.

    Даже несмотря на то, что Литвинова, улыбаясь во все тридцать два, заявляла во время интервью с Познером, что наконец сняла позитивную картину, я осмелюсь ей не поверить и заверить собирающихся посмотреть данную картину в том, что «позитивность» этого фильма заключается лишь с необъяснимом количестве цинизма и какой-то театральности, пластмассовости разворачивающихся событии (некоторые сцены просто возмутили!). Однако, я не могу сказать что фильм мне не понравился. Я люблю оригинальное, посмодернистическое кино, и эта картина завоевала место в моем сердце.

    Рецензия получилась серая, так как обдумывая все плюсы и минусы, я пришла к выводу, что замечаний и плюсов в этой картине примерно одинаково, от того и получился отзыв такой неинтересный, серенький.

    Начать хочу с плюсов, их я подметила множество:

    Во-первых, конечно же, хороший подбор актеров. Откровенно говоря я и не сомневалась, что мне придется отметить этот плюс еще до того, как узнала кто будет играть в «Сказке», Литвинова всегда аккуратна и избирательна, когда дело доходит до актеров (сужу по предыдущим картинам). Кузина и Друбич очень гармонично вписались в этот фильм (особенно Кузина, с ее грустным, обреченным взглядом), плюс, ставшие уже классикой (извиняюсь за противоречивость) манеры Ренаты оставляют приятнейшее впечатление

    Во-вторых, конечно, замысел, идея, стержень! Я конечно не профессиональный критик и за моими плечами не такое грандиозное количество просмотренных фильмов, но могу с уверенностью сказать — такого еще не было. Точнее, конечно было, были попытки «обличить» смерть, дать ей оценку, наделить ее качествами, телом, лицом, по нашему «образу и подобию» так сказать, но задумка «Сказки» значительно отличается от всего что я видела раньше. Вся картина напоминает некий тайный обряд, таинство смерти, конца человеческой жизни, задуманном природой. С первых минут мне начало казаться, что я стала свидетелем чего-то запретного, страшного и секретного.

    Идея и вправду довольно оригинальна, смерть предстает перед нами в образе привлекательной женщины, справедливой и доброй, эдаким «Ангелом Смерти», обреченным на такую работу. Однако и тут сквозит цинизмом, вся доброта и справедливость Смерти тускнеет при видя того, как легко и по хамски она обращается с жизнью маленького енота, которого не выпускает из рук.

    Так или иначе, этот фильм говорит не только о смерти (хоть она и сквозить во всем, от постоянного курения в кадре, до диалогов героев), он еще и о любви, о потере, но это уже другой разговор, это уже к минусам.

    В-третьих, фильм показался мне эстетически красивым, «привлекательным». Литвиновское внимание к деталям и вкус во всем чувствуется в каждой сцене, декорации, цветах, нарядах.. Я восхитилась всем, мне понравилось все. Мрачновато, жутковато, но как-то.. красиво что ли?

    Так же меня поразили некоторые сцены. Сцена, когда призрак Риты входит к Наде ночью с огромной «шляпкой» из дымящихся сигарет, лично у меня вызвала мурашки. Особенно учитывая что весь фильм герои только и делали что говорили о сигаретах, курили и пускали дым. Она вошла, и это как будто бы поставило жирную точку всей этой «сигаретной эпопее». Мол вот, подавитесь. Гениально.

    Так же не могу не отметить последнюю сцену неудавшегося самоубийства Коли (или Кости) не могу вспомнить имя, когда памятник Гагарина поднимает руки, единственную позитивную сцену за весь фильм. Она и вправду сильная.

    На этом все, плюсы закончились. переходим к минусам:

    Мне до сих пор не понятно, почему так много сигарет? Откуда столько вина? Шампанского? Зачем эта табличка «МОРГ» маячащая перед глазами? К чему эти постоянные повторения «Зачем ты приклеила цветы? Где ты взяла скотч для цветов? Что это за цветы? Откуда цветы?». Цветы, цветы, цветы, цветы… «Пиши, записывай, так, пиши, нет, пиши, пиши». Мне показалось, что это просто невозможно терпеть, просто резало слух. Что касается диалогов, слов в принципе, мне НЕ понравилось, это я считаю одним из главных минусов фильма. Диалоги очень слабые, текст не продуманный, скудный. Вопрос разрушения старых домов в городе, в котором оказалась Смерть, конечно заинтересовал, мне понравилась эта мысль, однако, не надо было ее повторять сто раз в фильме!

    Во вторых, откуда столько цинизма? Что за дурацкие, нереальные отношения между этими тремя «подругами», которые не сообщают Рите о ее скорой смерти, а приглашают в кафе что бы попрощаться… это просто смешно! Откуда возникла идея бросания окурка и труп? А этот отвратительный торг в похоронном бюро? Изобилие хороших, сильных сцен в этом фильме затмевают вот такие вот отвратительные, непонятные сцены. Как это помогло сюжету? Какое это имеет отношение к любви? Я не нашла ответа.

    Не понравилось так же и то, что нет как таковой предыстории, нету истории в принципе, картина напомнила какое-то подглядывание, быстрый взгляд на чью то чужую, размеренную жизнь. Я не полюбила персонажей, мне не понятны их чувства, эмоции. Мы узнали что Надя была в депрессии и стрессе, но почему? Нам не объяснили. А это уже большой минус. Если публика не полюбит персонажа, то и не будет за него переживать, а не будет переживать — начнут зевать и уходить из зала, или останутся, но забудут о фильме как только выйдут за пределы кинотеатра.

    Не понравились фамилии, это конечно просто смешно, «Неубивайкина» или как-то так.. это что, намек на сказку? Что-то в духе «Айболита» или «Кощея Бессмертного», где фамилия должна говорить сама за себя? Если да, то можно еще конечно понять, если нет, то это просто смешно.

    В целом, фильм оставляет после себя неплохое впечатление, если не углубляться в детальный анализ и долгие размышления (ну или если вы просто не страдаете танатофобией). Так что заслуживает

    7 из 10

    14 апреля 2013 | 01:47

    К сожалению, этот фильм для меня оказался провалом года. Я долго ждал когда же смогу его посмотреть… и вот настал этот день. Я так и не смог досмотреть последние 10 минут.

    Начальные титры, музыка — все так завораживает, я сидел в предвкушении очередного шедевра и все эти ощущения исчезают уже через 20 минут просмотра. Через час находиться в кинозале уже просто скучно и сложно, т. к. мысли летают уже в других местах и к происходящему на экране нет никакого интереса.

    Единственное что порадовало — Татьяна Друбич. Но, к сожалению в этом фильме, эта замечательная актриса, смотрится достаточно нелепо. Она сильно выделяется на фоне остальных героев, и у меня появилось впечатление что ей явно не место в таком «hand made» проекте, т. к. она играет очень профессионально. Хочется смотреть и слушать только её, а остальные герои становятся на несколько ступенек ниже и к ним теряется интерес.

    Рената Литвинова наверное уже привыкла к миллионам комплиментов в свою сторону и решила что её привычного поведения с её типичными ужимками и манерами достаточно, чтобы снять достойную картину. Но что-то здесь не то, опять те же фразы, те же слова… кажется все это мы уже слышали в её других работах, но в отличие от этой картины — там она выкладывалась больше и с душой. Здесь же её игра идет «по накатанной» в стандартном режиме.

    Больше всего мне не понравилась часть фильма, в которой героини идут в кафе «Запределье». Если бы именно в этом месте убрать Ренату — было гораздо профессиональнее и интереснее. Рената опять же повторяла одни и те же фразы уж слишком много раз, что казалось она сейчас посмотрит в кадр и заговорит со зрителями типа «смотрите, это цветы, приклеенные скотчем, вы все увидели? нет, вы посмотрите… это цветы скотчем» и так много-много раз. Остальные же героини ведут себя более гармонично и смотрятся в кадре как часть картины, но как только появляется Рената — тут же появляется наигранный перебор со словами.

    Далее ожидало ещё большее разочарование — Рената запела голосом Земфиры. Снято это было таким непонятным образом, что потерялся любой смысл этих кадров. То ли по фильму это поет Рената «на самом деле», то ли она даже по фильму просто открывает рот под фонограмму — так и остается загадкой. Вроде это она поет, но почему тогда так наигранно не попадает под слова? Если это в фильме просто играет песня — опять же, к чему тогда вообще такая длинная и неприятная глазу сцена?

    Очень навязчива тема «сигарет» в фильме. Удивительно что всему актерскому составу не вставили дымящиеся сигареты в уши — общей картинки бы это не испортило. Смотрелось бы гораздо интереснее, если бы на сигареты так не акцентировалось внимание. Пусть даже все курят в каждом кадре, но не нужно все время об этом говорить.

    Вывод: смотреть этот фильм сложно и скучно. Слишком наигранная игра главной героини и перебор со словами. Это не сказка, не фентези и не драма, т. к. драматическая тема картины утрачена ещё в начале фильма.

    6 из 10

    30 декабря 2012 | 00:13

    По молодости лет, неопытности мышления и попытке верить в людей, я частенько поддакивал мнениям о разных сторонах культурной жизни:

    «Ах, какой роман! Ах, какая книга! Ах, какой фильм!»

    Немного повзрослев, стал иметь пару собственных мнений за все на свете, но иногда поддакивал восторженным мнениям, списывая свое недоумение от «шедевров» на недостаток абстрактного мышления и общий пофигизм организма.

    Окончательно войдя в средний возраст без всяческих кризисов и крупных долгов перед кем бы то ни было, имею право на непредвзятое мнение по поводу любого «шедевра», которое не премину высказать.

    Фильм не просто скучен, странен и бессмысленен — он даже не фильм.

    Набор сценок и странных гримас актеров заставляет искать короткие и емкие аналогии.

    Аналогия первая.

    Рената Литвинова сняла скучную, женскую пародию на стилистику клипо-фильмов Бекмамбетова — разорванное повествование, склеенное ужимками Ренаты и псевдо-стилистикой неопрятных помещений и малоприятных людей.

    Аналогия вторая.

    Если Рената не стебалась этим фильмом над всеми нами, то придется признать, что ей гораздо больше пользы принесли бы не деньги на съемки очередных «шедевров», а консультации опытного психоневролога с непременным назначением адекватных доз аминазина и галоперидола.

    За такие фильмы надо либо штрафовать, либо лечить автора.

    Увы…

    Печалька…

    Это не кино — это слабоорганизованный бред.

    13 апреля 2013 | 00:52

    Рената Литвинова — кинематографист, которая никогда не отличалась стандартностью мышления. И ее картина «Последняя сказка Риты» — это оригинальный, неповторимый подход ко всем составляющим фильма.

    Фильм представляет собой гармоничное сочетание разрозненных элементов. По сути, сюжет — это рассказ одного ангела смерти, которая пришла на землю, чтобы забрать еще одну душу, которая способна любить. Маргарита Готье лежит в больнице. И за ней приходит ангел смерти — Таня Неубивко, которая проводит с ней последние дни ее жизни. В этой больнице работает Надя — подруга детства Риты, задача которой сначала убит надежду в человеке, а потом ее воскресить

    «Последняя сказка Риты» напомнила мне «Орфей» Жана Кокто, снятый еще в 1950 году. Причем, сходство ощущается не только в замысле: режиссер изобразил Смерть, полюбившую живого человека (поэта Орфея), который отправляется в иной мир за своей умершей женой (Эвридикой). Фильм Кокто — сюрреалистическая кинофантазия. На мой взгляд, Литвинова пошла по той же дорого, но наполнила каркас яркой индивидуальностью.

    На земле ангел смерти приняла обличие медсестры (Литвинова в который раз в своей кинокарьере надевает белый халат). Но это не просто ангел, которая приходит за минуту до смерти. По «показаниям» самой героини, ей пришлось адаптироваться в реальную жизнь, чтобы никто ничего не заподозрил. И перед нами история полноценного человека со своими достоинствами (поведение на пятиминутке в больнице), причудами (совершенно сюрреалистический эпизод покупки рыбы в магазине скобяных изделий).

    На мой взгляд, один эпизод Литвинова точно позаимствовала из «Орфея» — радиоприемник. В картине Кокто он служил приманкой для Орфея — подсказывал ему «гениальные» мысли для будущих стихов. В фильме Литвиновой — это проводник по порталам, который работает в любое время в любом месте.

    Самая запоминающаяся часть картины — это сочетание изобразительных и смысловых кусков. Изобразительное решение картины заметно еще с титров в виде трафарета. Действие разворачивается в трех пространствах — реальности, больнице (что-то наподобие чистилища) и запределье. Сюжет построен чередованием эпизодов: показывается кусок из сказки Риты, после он пересказывается ангелом и записывается. Два пространства очень четко разделены по ритму и цветовой гамме. Запределье — это трущобы «красивого исторического здания», которые рушит мэр города (острый политический момент), и все в них выдержано в строгом «черно-белом» стиле в спокойствии. Реальность — это смесь ярких и кислотных цветов, абсурдных, агрессивных действий. Самым запоминающимся действием становится «видеоклип» на песню Земфиры, сделанный силами работников больницы.

    Третье пространство — больница — разруха и ожидание. И что символично, в палату, в которой Рита верит в свое выздоровление, ни разу не заходит Надежда, ее подруга. Это место, где смерть людей — это лишь повод собраться на пятиминутку, это ежедневное ожидаемое событие. Скорее, дни, прожитые без смерти пациентов, считаются нерядовыми. Как символ — воротник главврача в червях, а следствие такой системы- окурок, зашитый в труп Готье.

    Какая сказка получилась у Литвиновой? Трагическая? Риту забрала ангел смерти, Надежда потеряла близкую подругу, Коля сидит у окна с двумя пистолетами в руке. Но ангел забрала Риту в запределье с хорошим личным делом, Надежде удалось попросить прощения у подруги, а Гагарин в Колином окне все-таки помахал руками. Надежда есть?

    «Из-за таких душ, как Рита Готье, не надо плакать» (с)

    9 из 10

    25 октября 2012 | 18:20

    Не надо со мной разговаривать, слушайте
    Вы обязательно что-то разрушите


    Рената пытается строить свой мир на образах, философии, стиле и элементах безумия — не гротеска, но чуть-чуть паноптикума. Но нового декаданса не выходит. Выходит самодеятельность в психушке для бывших тружеников моды и стиля.

    Вот они, одевшись в модные и красивые платья, раздав друг другу роли, которые так же далеки от них, как мысли в голове режиссера от артикулируемых смыслов и философии, пытаются что-то изображать, говорят какие-то слова, а камера, конечно, фокусируется на ярких нарядах и таких же ярких и гладких лицах.

    Вот Рената — вся такая смерть с лакированной косой, встала в кадр, а из приемника, неподключенного в сеть, звучат адреса снесенных архитектурных памятников, они же порталы в тонкий мир — это режиссеру мысль в голову пришла, поэтому адреса будут читать еще минут 20.

    Это такой же неловкий, косноязычный, неуклюжий как сама режиссерша сон, сон человека может быть тонкого, но не особо умного и особо инфантильного. Есть чувства, есть переживания, но нет осмысления, оно заменено бессмысленной, не ведущей никуда образность. А образность в свою очередь тут банальна и глубоко формальна — хорек замри/отомри.

    И если в Богине, предыдущем фильме Литвиновой, был хоть и противоречивый, хоть и не слишком изящный, но мир, точнее другое измерение, то тут кроме закулисье модной фотосессии для глянцевого журнала — нет ничего. Вот актриса Друбич сидит на заснеженной лавке в окружении ворон — любой стоп-кадр в глянец. А вот актриса Кузина в головном уборе из дымящихся сигарет — хоть сразу на подиум.

    А поклонником Литвиновой фильм без сомнения понравится, Ренаты тут много и в разных ракурсах.

    4,5 из 10

    23 сентября 2013 | 01:37

    Не могу не написать — настолько под впечатлением от просмотренного фильма.

    Как ни крути, Литвинова — красавица и чудовище в одном флаконе. Настолько дикое, непонятное и в тоже время притягательное во всем что она делает.

    Но теперь о фильме…

    По-моему, это лучшее, что сделала Рената Литвинова. Не только потому что «понравилось». Есть ряд объективных причин, по которым, помимо всего хорошего что уже было в ее фильмах, можно назвать и новые достижения. Одно из таких достижений — это юмор. Согласитесь, в столь странном фильме, с такой печальной темой — юмор что-то запредельное. А еще чтобы это был не просто юмор, но юмор от Литвиновой — с ее почерком — вообще нет слов. Зал улыбался и хихикал во вполне конкретных моментах, поэтому не не субъективно мое ощущение.

    Еще один момент — этот фильм еще больше чем другие ее работы — не повествование, не описание эмоций или внутреннего мира. А именно повествование, пропущенное через внутренний мир. Причем так все сделано, что создается ощущение, что вот как сделали и задумали, так оно и потребляется. Будто еще и мозг вставили тот самый, который все поймет и поймет правильно.

    Вот эти два момента — это самое новое и необычно для меня.

    В остальном же — все сохранилось — почерк, фотографичность, философия, яркость и необычность образов, глубина, некоторая отчужденная мрачность. Все это осталось.

    Редко пересматриваю фильмы. Крайне редко. Для меня важно, что я не знаю чем закончится. Но «Последняя сказка Риты», как и «Богиня» — еще не один раз будет пересмотрена.

    Низкий поклон Ренате и всей ее творческий братии (и сестринству). Большое спасибо и браво!

    28 октября 2012 | 00:52

    С этим фильмом я познакомилась когда его представили пару лет назад на местном кинофестивале. На деле эти «регионально-глобальные» кинофестивали та еще «своя атмосфера» — поэтому новый фильм Ренаты Литвиновой выбивался с общего фона представленных фильмов. Представить фильм, кстати, в тот раз приехала актриса Татьяна Друбич. Замечательная актриса. Естественно, ничего «Последняя сказка Риты» в конкурсной программе не заняла, а махровые орденоносные критики окрестили фильм «образчиком оголтелого искусства ради искусства». А я, честно говоря, и рада. На мой взгляд, закончилась бы магия Ренаты как режиссера, если бы ее фильм признал какой-либо фестиваль и широкая публика. Это кино не для всех. Это кино не несет ничего практического и мирского, в нем нет добра и зла, в нем только красота. И это прекрасно.

    Идея возникла давно — Рената Литвинова пыталась снять этот фильм еще будучи студенткой. Но тогда не сложилось, может быть и к лучшему. Эта история должна была быть рассказана зрелым рассказчиком без лишнего пафоса и эмоций так присущих нежному возрасту. Рабочее названия фильма — «Их было три подруги». И действительно, фильм «держится» на трех женских образах:

    Маргарита. Она смертельно больна. Теперь ее окружают декорации из аварийного корпуса больницы, скрипучей панцирной кровати и беспросветной тоски. Она очень хрупкая, тонкая, светлая, почти прозрачная, неземная.

    Надя. Врач этой мрачной больницы и подруга Риты. Она пытается уберечь Риту, спасти ее. Но не вышло.

    И конечно же, Таня Неубивко. Ангел Смерти, под видом человека, который пришел забрать душу Риты. Одновременно она ведет хронику последних дней ее жизни. Да она сама смерть, но «красивая, веселая и с бокалом шампанского в руках».

    А дальше идет калейдоскопом из событий мира живых и мира мертвых, фантазии и реальности. В этом калейдоскопе «Смерть с косой» Таня намного человечней и добрее всех живых. Живые здесь напоминают трупы без эмоций, без сочувствия, без морали. Исключение — это врач Надя и возлюбленный Риты — но они не смогли ее спасти, и после смерти тоже. Не смогли противостоять общей циничности и разложению.

    В фильме очень много деталей — как явных, так и совсем незаметных. Живой/мертвый горностай чего стоит ("отомри»). А еще, конечно же, сигареты — как символ «медленной мучительной смерти».

    Очень много деталей, относящихся к стилю «ар-нуво» — как, например, костюмы Ангела Смерти. И кстати, раз затронули тему о начале ХХ века — на протяжении всего фильма проскальзывает тема ностальгии и, опять же, тоски. Разрушают старые красивые дома, идет перечисление адресов и домов, которых уже нет: «дом… номер… снесен».

    Рената Литвинова, как то призналась в своем интервью что боится трех вещей — нищеты, старости и смерти. Первая попытка взглянуть в глаза своим страхам была еще в ее дебютном фильме «Богиня. Как я полюбила», но на мой взгляд не такая явная как в этой ленте. И это объясняет, почему режиссер сняла фильм на свои деньги, двумя фотокамерами и все остальные кто работал над фильмом — ее старые друзья. Это фильм-исповедь. Не больше, но и не меньше.

    От этого фильма пахнет смертью. Пахнет тоской, старыми фотографиями и письмами. Комок в горле. Чистый декаданс. Большинство людей, подчиняясь инстинкту самосохранения, избегают тему смерти. Поэтому этот фильм никогда не будет признан среди широкой публики — ну и пусть. Это совершенное другое искусство — слишком личное, слишком трепетное и, наверное, слишком женское. Это грустная сказка для девочек от 30ти и до бесконечности.

    30 ноября 2013 | 14:31

    Посчастливилось увидеть эту замечательную картину бесспорно талантливой и непревзойденной Ренаты Литвиновой на Одесском Кинофестивале.

    Надо сказать, что фильм стал долгожданным для всех поклонников творчества Литвиновой. Билеты на премьеру были раскуплены за несколько дней, ну а на самом показе естественно был полный аншлаг и яблоку некуда было упасть.

    Ожидания были оправданны и даже превзойдены. «Последняя сказка Риты» стала новой ступенькой в творчестве Ренаты. Это фильм-диалог, диалог со зрителем, он наполнен глубокими смыслами и замысловатыми фразами Литвиновой, но все же они понятны и близкими каждому. В отличии от «Богини», эта картина более проста и открыта. В ней чувствуется ставка на зрителя, он более цивильный и тривиальный. Наверно, это и есть та новая веха в творчестве.

    Рената Литвинова в роли Тани Неубивко демонстрирует нам смерть во всей своей красе. Она грациозна и изящна, немного нелепа и растеряна, но все же смерть, которая отлично знает свою работу. Как обычно много деталей и символов, фильм поделен на сны главной героини, которой и предстоит умереть.

    Все актрисы формируют этот невероятный ансамбль, маскарад, бал последнего пути. И хоть фильм воспринимается на одном дыхании, и в нем много смешных моментов, в финале на тебя обваливается вся тяжесть, весь смысл, вся боль, которая была заложена с самого начала, но ненавящиво висела над головой героев и зрителей. И конечно, же музыка Земфиры прекрасно подчеркивает и еще больше усиливает происходящее на экране.

    Рената Литвинова как всегда создала каламбур, житейский фарс. Она облекла такую серьезную тему как смерть в рюши и стразы, тем самым показав, как не значительно и нелепо все в этом мире.

    Она действительно талантливый режиссер со своим почерком, со своей манерой, которая в «Последней сказке Риты» обезоруживает и завораживает зрителя с самой первой минуты фильма.

    10 из 10

    Браво Рената!

    18 августа 2012 | 23:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 210 руб.
    подробнее

    Новости


    Во всем мире национальные киноакадемии определяются с тем, какую картину отправить в гонку за «Оскаром» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». КиноПоиск рассказывает, что нужно будет сделать российскому «Сталинграду», чтобы попасть в число претендентов, и изучает кандидатов из других стран. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Кинотеатр «Пионер» решил сделать не совсем стандартную
    подборку праздничных фильмов. Вместо типичных новогодних картин мы выбрали ленты и сериалы, которые в уходящем году пользовались большой популярностью у зрителей «Пионера». Плюс мы включили в нашу десятку один фильм-сюрприз. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent52 263 680
    2.ЗолушкаCinderella34 967 659
    3.Ночной беглецRun All Night5 032 323
    4.ГанменThe Gunman5 028 702
    5.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service4 627 340
    20.03 — 22.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Джентльмены удачи8.476
    41.Запах женщиныScent of a Woman8.474
    42.Огни большого городаCity Lights8.473
    43.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.472
    44.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.470
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.ФранкенштейнVictor Frankenstein92.45%
    37.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok92.43%
    38.Первый мститель: Гражданская войнаCaptain America: Civil War92.42%
    39.ВаркрафтWarcraft92.38%
    40.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.18%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Миссия «Серенити»Serenity99
    Родина6
    Каток и скрипка13
    ДикаяWild8
    Восстание планеты обезьянRise of the Planet of the Apes262
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.546
    Призрак7.463
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie8.324
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.718
    ПоклонникThe Boy Next Door5.057
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Как поймать монстраLost River09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    премьеры