всё о любом фильме:

Последняя сказка Риты

год
страна
слоган-
режиссерРената Литвинова
сценарийРената Литвинова
продюсерРената Литвинова
операторАнастасия Жукова
композиторЗемфира Рамазанова
художникНаталья Силинская, Татьяна Юркова, Екатерина Сычева
монтажОлег Корнеев
жанр фэнтези, драма, детектив
бюджет
$200 000
сборы в России
зрители
Россия  62 тыс.,    Украина  10.8 тыс.,    Латвия  1.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Номинации (1):
Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (277)
ожидание: 91% (2098)
Рейтинг кинокритиков
в России
96%
25 + 1 = 26
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Часть съемок проходила в Доме-музее Алексея Толстого на Спиридоновке.
    • Рабочее название фильма — «Их было три подруги».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1249 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Любовь как случайная смерть. — Земфира

    Отбросьте внушённые в детстве представления о Смерти как костлявой злобной старухе в чёрном, с неизменной косой. Они безнадёжно устарели. Ныне Смерть разъезжает на дорогих иномарках, кутается в шикарные меха и сексуальна так, что мужчины при виде её разевают рот и столбенеют, а члены их дрожат мелкой дрожью (и не от ужаса). От старинной атрибутики остались лишь коса да чёрный кокошник с красивыми подвесками, но это всего лишь реквизит вроде театрального. Смерть помолодела, прихорошилась и осмелела настолько, что является к нам в человеческом (естественно, женском) образе и подолгу живёт среди людей. Ещё она стала очень разборчивой и интересуется лишь душами, способными любить (как наименее подверженными её влиянию?) О да, она не чужда моде и стала большой либералкой: на время отпускает своих подопечных и исполняет желания их любящих близких.

    И всё это было бы прекрасно, если бы не одно обстоятельство. Жертвы Смерти тоже помолодели, тоже стали лучше. Жизнь оставляют не беззубые старики и старухи, давно прожившие самый интерес к ней, а молодые, талантливые, любящие и любимые. Паршивых отморозков с бесчувственной душой — вроде неадекватного патологоанатома, с какой-то маниакально-ритуальной настойчивостью в каждый вскрытый им труп зашивающего непогашенный окурок, — Смерть почему-то не трогает. Эстетствует, похоже. Не зря она так сокрушается по поводу разрушенных и всё разрушаемых красивых домов — так что даже больничным громкоговорителем как средством связи с потусторонним миром пользуется исключительно для того чтобы узнавать о всё новых разрушенных домах. В то же время она абсолютно нормально воспринимает царящую вокруг разруху и неустроенность: ведь Смерть и Разруха — сёстры-близнецы, а как же иначе?

    Ренату Литвинову очень интересует смерть и всё, что с нею связано. Это видно по многим ролям неординарной актрисы: сыгранных ею у Киры Муратовой (Офелия из «Трёх историй»), Алексея Балабанова (Тата из «Мне не больно»), у режиссёра-новичка Марины Любаковой (Зоя из фильма «Жестокость»), а также Йоса Стеллинга (фильм этого года «Девушка и Смерть»). Это особенно видно по собственным картинам Литвиновой: первой и документальной «Нет смерти для меня», «Богиня: Как я полюбила», «Последняя сказка Риты». И глубина смыслов бездонной темы увеличивается с каждым фильмом. Если Офелия, в противоположность своей шекспировской тёзке, предпочла не умереть сама, а отомстить отказавшейся от неё матери, то Тата использует близкую смерть для углублённого насыщения радостями жизни, и прежде всего любви. Фаина из «Богини» идёт ещё дальше и использует связь с потусторонним миром для рождения того, чего была лишена доселе — любви. Наконец, в последнем своём сказочном фильме бесподобная Рената отождествляется с самой Смертью, оставаясь при этом самой собой — чувствующей, страдающей, ранимой, жаждущей любви женщиной.

    Интерес к смерти вечен для человека, и здесь-то как раз Литвинова не оригинальна. Более необычна и нова её идея о том, что только в соединении с любовью смерть теряет свой ужасный облик, и только благодаря любви смерть можно перестать бояться. Иначе говоря, Литвинова полагает любовь не только смыслом жизни, но и смыслом смерти. Только в любви умирать не больно, только с любовью не бывает страшно, и если ты любишь кого-то, то сама Смерть любит тебя. Эта своего рода религия Любви, личная религия Ренаты Литвиновой, имеет только один недостаток. При такой вере не успеешь оглянуться, как любовь и смерть сольются до неразличимости, и процесс умирания начнёт доставлять сексуальное удовлетворение, станет приносящим удовольствие и желанным. Это весьма недурно в качестве средства эвтаназии для безнадёжно больных, но как быть тем, кто хочет быть сильным и здоровым? Ведь и для них желание любить превратится во влечение к смерти.

    Однако же Литвинова великолепна. Эти неподдельные, неповторимые манеры, эта жестикуляция, в равной степени беспомощная и завораживающая, и речь, в которой предметы и смыслы рождаются «из ничего, из сумасбродства моего». В картине три героини — три женщины, три подруги, три грации, роли которых, кроме Литвиновой, исполняют очень интересные Татьяна Друбич и Ольга Кузина. Но Литвинова, безусловно, царит, и окружающие её умопомрачительные женщины, никакущие мужчины и тотальная разруха придают чудный лоск её царству. И в кульминационный момент слияния Смерти с Любовью — когда Литвинова в роли Смерти исполняет песню о любви голосом Земфиры — возникает странное желание рыдать, смеяться и кричать одновременно. Очень уж это энергетический коктейль — смерть и любовь в одном бокале.

    26 октября 2012 | 12:57

    Никогда не был поклонником творчества Ренаты Литвиновой. Музыка же Земфиры мне, напротив, почти всегда была более чем симпатична. И так уж вышло что решил я посмотреть плод их совместных душевных и финансовых усилий на большом экране. «Последняя сказка…» — это, конечно же, в самую первую и самую основную очередь, авторское кино. Потом это ещё и притча, и сказка. Но сказка не готичная, как можно было бы подумать из названия, а светлая. Да, именно это слово — светлая — и является ключевым в определении самой сути данной картины. Это грустная, красивая, в чём-то тяжёлая, но всё-таки светлая история о смерти.

    Издавна люди со страхом и надеждой ожидают того, что ждёт их (и всех нас) там, за великой чертой земного бытия. Страх, ужас, надежда, осознание, принятие… и снова надежда… Вот о чём рассказывает это фильм. Ангел смерти в облике одетой в довольно экстравагантный головной убор женщины знакомится с делом (всё как полагается — картонная такая папка с тесёмочками) очередного своего клиента, точнее клиентки, а после надиктовывает в папку свой отчёт об успешно выполненной работе. А работа эта была нелегка — под видом человека проникнуть в старую больницу, наладить отношения с её обитателями — врачами и больными, понять какой желает встретить свою смерть умирающая… И вот происходит словно наложение разных слоев одного кристалла — разговоры врачей, подруг, общение женщины с соседкой по палате, с приходящему навестить её возлюбленному. Потрескавшиеся стены, ржавые краны и трубы, печать запустения — как всё это напоминает интерьеры старых квартир из первого «Брата»! И в тоже самое время нечто подобное вполне можно увидеть далеко не в одной провинциальной больнице. Разговоры, сигареты, немного вина в прощальный вечер… И пусть на улице по сюжету уже начало весны — настроение у картины всёж вполне осеннее. Осень Персефоны. Простые люди в этом фильме именно что вполне простые и земные. Замотанные работой, усталые, злые, добрые… И почему-то вспоминается тут Булгаков. Но не «Мастер и Маргарита», а «Записки доктора». И уже не страшный Воланд, а светлый ангел с чёрными крыльями приходит теперь в город. И он не судит — а даёт успокоение.

    Возможно, этот фильм вполне можно назвать женским (но в лучшем смысле этого слова, со всякими там «Сумерками» попрошу всёж не путать!), его вполне можно причислить даже к артхаусу (не вполне справедливо), но более всего это всёж фильм о надежде. Этакий сумеречный фильм о простых людях и их надеждах. О том, что всё-таки иногда может проснуться что-то доброе и хорошее даже в самых запуганных, очерствевших и залитых алкоголем душах…

    Финал картины просто великолепен. И он в чём-то напоминает нам о недавних отечественных же картинах «Поколение Пи» и «Духлесс». Напоминает — и просто уделывает их одним взмахом поднятых рук.

    Резюме: Странный фильм. Красивый. Декадентский. Светлый. Добрый. Заглядывающий в душу своему зрителю. Чёрная вуаль, туман сигаретного дыма, вино и немного крови. Конец — и надежда на то, что это всё-таки ещё не конец. В отличие от идущих под слом старинных домов. Они погибают, но Город всё-таки остаётся жить. Тело угасает — но остаётся что-то, что не подвержено тлену…

    p.s. Интересно, в каком облике пришёл бы ангел смерти к тому молодому патологоанатому?

    14 ноября 2012 | 19:39

    Я-таки посмотрела фильм Литвиновой в качестве режиссера. Очень уж было интересно сможет ли она перенести свое обаяние в фильм. Смогла.

    Сначала о недостатке. Фильм ооочень затянут. Именно с таким количеством букв «о». Уменьшить бы его вдвое и получилась бы гениальная картина, а так мы откровенно засыпали уже после середины. И не спасали даже плюсы.

    Первый: фильм просто нереально красивый. Каждый (! именно каждый) кадр как цельная картина, если нажать мысленно на паузу. Детали настолько продуманы, что восхищение не покидает на протяжении всего фильма. (они конечно очень помогали просыпаться после середины фильма)

    Второй плюс, конечно же музыка. Я очень скептично отношусь к песням Земфиры, но вот как композитор к этому фильму она доказала, что настоящий талант! Музыка завораживала, обволакивала и уводила в атмосферу фильма абсолютно органично. Чувствовалось, что режиссер и композитор «на одной волне»

    Еще один плюс для меня это сюжет. Я видела-читала о разных воплощениях смерти, но тут было нечто новое. Смерть как сама красота. Чёрный юмор, который звучит легко и непринужденно. Умирание как сказка, как перерождение. Перерождение не того, кто умер, а тех кто остался жить. А Смерть — самое человечное существо в мире. Может так и должно быть, что смерть других должна чему-то нас научить, помочь стать лучше?

    Ну и конечно Рената просто потрясающая! Нет слов, чтобы её описать, она это она и этим всё сказано. Чудесная и неповторимая!

    Фильм обязателен к просмотру людям, которые любят неординарное кино, после которого хочется посидеть и подумать. Я до сих пор его переживаю внутри и размышляю, а значит фильм действительно хорош.

    9 из 10

    27 октября 2012 | 00:07

    Я ждал выхода этого фильма, и из-за любви к Ренате, и из-за непосредственного участия Земфиры. И поэтому в день примьеры я купил билет и пошел в кино.

    Сюжет фильма с одной стороны прост, на с другой — запутан. Подмосковный городок(?), старая больница, и девушка по имени Рита, которая должна умереть. Мы видим последние тринадцать дней ее жизни. Рита влюблена в своего парня Колю, у нее хорошая жизнь, но она заболеваемости неизлечимой болезнью. Повествование ведется от лица смерти — Ренаты Литвиновой. Она играет, если можно так выразится — добрую смерть, она предупреждает Риту, заботится и всячески оберегает ее и ее близких.

    В фильме, несмотря на то, что он сказка, поднимается множество социальных и политических проблем. Неоднократно мы слышим жалобы на правительство, на снос красивых старых зданий и памятников культуры, на маленькие зарплаты, на вынужденость женщин, не зависимо от их желания быть с мужчиной. Но от этого, фильм не перестает быть красивой сказкой, с прекрасной режиссерской работой, прекрасной музыкой, неплохой работой операторов, и хороший игрой актеров.

    В этом фильме вся Рената, я рад, что увидел этот фильм.

    10 из 10

    31 октября 2012 | 13:49

    Отзывы об этом фильме разбиты на два лагеря — «зеленые» восторженные и «красные» в стиле «нудная муть, где мой экшн?».

    Хотите объективную красную рецензию? Пожалуйте.

    Никогда, никогда не доверяйте работу сценариста, режиссера и продюсера, да еще и актера одному человеку. Тем более, если это женщина, тем более, если у этой страны проблемы с кинематографом. Что получилось?

    Получился идеальный пример того, как интересная и нетривиальная задумка может быть опорочена, втоптана в грязь неумением или нежеланием обращать внимание на детали. Именно детали делают картину привлекательной. В поэзии — богатство речи, в прозе — красота и сложность оборотов, в живописи — глубина оттенков. В кинематографе такие детали, как диалоги, постановка сцен, поведение актеров и создают общее впечатление и помогают усвоить материал.

    Придирки? Извольте:

    - Вербальное ударение на очевидных вещах. Как правило, неоднократное. Можно было банально ограничиться одноразовым озвучиванием фактов, в них нет ничего великого, из-за чего их стоило бы повторять снова и снова.

    - Фамилии. Ну это глупо просто.

    - Рената любит сигареты? Наверное, любит. В каждой сцене, 80% фильма кто-то курит, а кто-то говорит, что курить нельзя.

    - Вино, наверное, Рената тоже очень любит. Ударение на этом великом напитке делается так же неоднократно, как и на сигаретах.

    - Смерть вовсе не смерть, а обычная баба, обремененная обычными бабьими проблемами, но в свободное время увлекается рассуждениями об умерших.

    - Хорька жалко, на Риту как-то наплевать.

    Фильм вышел примитивным. Примитивным не как стандартный отечественный motion picture, но убогий в попытках показаться выше других и лучше остальных.

    Насчет оценки. Есть фильмы, которым я могу запросто поставить 10 из 10. Есть фильмы, получающие единицу без дрожи в руке. Но не могу написать пары строк о них, поскольку всё сказано и обговорено неоднократно. В данном случае, оценку не могу поставить, но захотелось попечатать.

    Прошу пленку сжечь, развеять где-нибудь на ветру и быстро отбежать.

    3 января 2013 | 02:58

    Тенденция отображать в своем творчестве облик смерти, лично у нас на Руси, имеет, как правило, не самые приятные последствия. К тому же особой популярностью оно не отличается, и даже принимая во внимание общую депрессивность соотечественников, традиция воспевания страха перед смертью у нас не в почете (чего хоть отбавляй на западе). Было дело, обожаемый мной, великий отечественный композитор Модест Петрович Мусоргский, лежа в больнице для нищих и умирая от кошмарной болезни туберкулез, написал роковой для себя вокальный цикл, который, кстати говоря, и озаглавил без всяких намеков: «Песни и пляски смерти». Он знал наверняка, что жить ему осталось недолго, потому и решил подготовиться. Смерть он встречал с музыкой, написанной им же, в ее честь. Через сотню лет, с ног на голову эту тему перевернули группа Наутилус Помпилиус и русский поэт, прозаик, ныне покойный, Илья Кормильцев. В песне «Иван Человеков» смерть была лишена своего устрашающего статуса и струсила перед обыкновенной решимостью главного персонажа принять свою судьбу.

    Видимо не было у свердловских рокеров, в отличие от композитора реалиста, уважения к средневековой традиции воспевания смерти. И правильно, что не было ибо моменто море, данс макабре и еже с ними- это во все не про нашу честь. Хотя список культурных приношений в сторону костлявой старухи с косой в нашей культуре, при перечислении завалит за сотню. И что интересно, примеры, отыщутся в самых неожиданных местах- те же«Щелкунчик» и «Лебединое озеро» давно напрашиваются на рейтинг «+18», а так же «слабонервным вход воспрещен».

    Однако, ближе к делу:

    Музыка и театр, как-то раз собравшись, породили оперу, балет и много еще чего. Сегодня, по завету Владимира Ильича, самым прогрессивным искусством является кино. И вот решили как-то современная музыка и современное кино собраться и нашустрить некую невиданную доселе штуковину, со смертью, любовью, Ренатой Литвиновой и Земфирой. Получилось, или нет- судить сложно. С одной стороны предлагаемый продукт наполнен любовью и добротой, с другой стороны- загробная лирика и откровенная слабость съемки и режиссуры. Про последний аспект и говорить не нужно он сам по себе говорящий, но мы не формалисты и не будем сильно уж цепляться к способам изложения, ведь главное- это суть.

    Беря во внимание слова режиссера, коим выступила исполнительница главной роли Рената Литвинова: «Этот фильм о любви и о смерти, где вторая делает более явным ощущение первой». Пожалуй «Что имеем не храним»- мысль гораздо более близкая русскому человеку, чем идея о бренности бытия. Кто, как не наш народ во всех подробностях испытал все ужасы лишений, тут волей неволей начинаешь воспринимать любовь, как суть нашего существования на этой планете. А какого этой сути лишиться? Где-то в Испании хорошо известный, в ныне несуществующей стране советов, пролетарский поэт Гарсиа Лорка на эту тему написал немало произведений, а их, в свою очередь, очень внимательно прочитали две наших главных героини. Любовь и смерть — это очень по-испански. Лорка любил на всю и умер, как герой- его жизнь прервали несколько грамм свинца, недостойная цена за жизнь гения.

    Присущи ли были черты «плясок смерти» великому мастеру испанской поэзии, наобум не скажешь, в конце концов главной его героиней была любовь, но точки соприкосновения с философией фильма, в данном случае, точно имеются.

    «Есть три зеркала в венском зале,
    где губам твоим вторят дали.
    Смерть играет на клавесине
    и танцующих красит синим
    и на слезы наводит глянец.
    А над городом — тени пьяниц…
    О, возьми этот вальс,
    на руках умирающий танец.»
    Гарсиа Лорка

    Хотя в фильме Ренаты Литвиновой и нет явной Испании, зато есть Венеция. Венеция увидев которую можно спокойно умереть- эту цитату с удовольствием приметят любители Томаса Манна.

    Безумный карнавал захватывает нас и не на секунду не отпускает, с момента, когда смерть одевает на себя корону, а потом оказывается в больничном халате в полуразрушенной клинике, когда устраивает балаган в кафе «Запределье» и вплоть до проводов своей подопечной в последний путь, в желтом платье и с бокалом шампанского. Чем вам не пляска роковой женщины? Хотя, скорее всего это вальс, по окончании которого один из партнеров рискует проститься с жизнью.

    Литературные люминесценции в этом фильме достаточно богаты и при желании можно отыскать множество ссылок, однако, не забудем и про цитирование фильмов. В первую своих соотечественников, чьих фрагментов здесь использовано немало, это и «Ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну (момент когда пациентка придумывает, какой должна быть ее смерть), «Мне не больно» А. Балабанова (общий антураж и момент со взяткой), «Я остаюсь» К. Оганесяна, «Изображая жертву» К. Серебрянникова и еще пару точно найдется. Чтобы совсем уж далеко не ходить, есть самый близкий вариант, наших заокеанских коллег: «Знакомьтесь Джо Блэк», но правда там немного про другое, но кто видел или прочел описание, поймет, о чем я.

    Что касается музыкальной составляющей фильма- она оказалась не столь пышной, как хотелось бы, толи Земфира решила себя не утруждать, толи режиссер уж больно придирчиво отнесся к предложенному материалу. Поскольку я не большой поклонник Рамазановой- судить о ее работах я не стану, хотя песня «Дождь», прозвучавшая в конце фильма, мне очень понравилась. На титрах пустили «Любовь, как случайную смерть», честно признаться, я был уверен, что мы ее услышим гораздо раньше, но в качестве послесловия она прозвучала достаточно интересно. Тем более что песня полностью передает общее настроение фильма. После просмотра, я даже поймал себя на мысли, что Рената Литвинова, вполне возможно, сняла историю-впечатление.

    Темы поднимающиеся в «Последней сказке Риты» носят самый разный характер, от уничтожения исторической части Москвы, новым непорядочным мэром, до необходимости жить, не смотря ни на что- ибо жизнь это дар. На сколько удалось донести все эти идеи, на фоне стаи ворон, косы, белых халатов, червяков трупоедов и беспорядочных половых связей главной героини- я вам не отвечу. Каждый увидит только то, что захочет увидеть.

    Главным достоинством ленты я считаю его концовку, так как в ней заложена вся тайна сюжета. Пересказывать чем закончился фильм, я не буду, потому, что лучше один раз увидеть, чем сто раз… Во всяком случае то, что называют катарсисом- в данном фильме присутствует в полной мере.

    Итог:

    «Последняя сказка Риты» от Ренаты Литвиновой и Земфиры Рамазановой- это творение неожиданное, но судя по количеству положительных отзывов в социальных сетях- хорошо воспринятое. Ставить какую либо оценку этому фильму я не могу, здесь была отображена та грань искусства, в которой я менее всего разбираюсь. А на вопрос стоит ли идти, однозначно отвечаю — стоит!

    8 ноября 2012 | 12:58

    Интерес Рената Литвинова вызывала у меня давно.

    Фильм смотрел по телевизору. С самого первого кадра я понял, что этот фильм принадлежит Ренате на все 100, начиная с ее первого появления в каракулевой шапке.

    Я с удовольствием наблюдал за действием. История о любви, как ни странно, в этот раз пошлой и отторгающей мне не показалась, скорее наоборот. Да и любви то в фильме, если посмотреть — немного. В фильме много переживаний, боли, неизвестности, красивых деталей. О последних стоит поговорить отдельно. Все, начиная с мест съемок, заканчивая черным кокошником и деревянным виноградом сверстано очень умело. Прекрасно подобраны цвета, свет. Тандем Земфиры и Ренаты именно в этом фильме показал свою Эффективность.

    А диалоги, а монологи!

    Фильм заслуживает внимания, хотя бы из за своего винтажного реквизита, и акта самовыражения Ренаты Литвиновой, да еще и на такую интересную и загадочную тему.

    Я не могу относиться к Ренате Литвиновой плохо.

    Прошу простить за предвзятость, но фильм мне понравился. Следует смотреть тем, кто знает кто такая Литвинова, и для кого ее поведения и манера разговаривать не являются чем-то отвращающим. Любители винтажа и арт-хауса должны быть довольны.

    21 июля 2014 | 02:42

    Фильм на удивление соответствует средствам съёмки. Являясь самопалом, и выглядит как самопал. Когда только прослышал о нём, ожидал, что раз говорится (с оттенком гордости), что снято на фотоаппарат своими силами, должно быть на то чудесным образом не похоже или же само исполнение должно оттенять всякие технические дела. Но нет, всё сразу видно, причём в самом плохом смысле. Для недебютной работы это скверно. Задумка неплохая, но реплики выглядят как текст, озвученный с переменным успехом, и многое в этом фильме в режиме переменного успеха и недоработанности. Так было нехорошо от созерцания криво воплощённых ништяков, что я дважды со всей доброжелательностью пытался посмотреть фильм, но просто не мог не выключить. Наверное, в виде сценария всё выглядит гораздо лучше. Впрочем, и само содержание во многом напоминает «Богиню», только тот фильм всё-таки был полноценным, к тому же не лишённым своего обаяния. В этот же раз похоже на нечто среднее между самопародией и пародией на то, как бы сняла свой фильм та гламурно-блондиночная Литвинова, которая предстаёт перед нами в пародиях Галкина и всяких опустившихся бывших кавээнщиков.

    Всё-таки уверенность в своих силах и успехах иногда очень вредна. Тем более в ситуации тандема Литвиновой и Рамазановой, которые хвалят друг дружку за каждый из всё более спорных трудов. Что новый фильм Литвиновой, что новый альбом Земфиры — обоим бы надо тихо лежать в столе и вдохновлять на создание чего-то по-настоящему стоящего и самореабилитационного, или же ещё пару-тройку раз раз переделываться с нуля.

    10 марта 2013 | 05:49

    Кубическая Рената (режиссер, сценарист и актриса) сняла, по собственным словам, на фотоаппарат, за гроши, новый фильм по старому сценарию.

    Волнующая история Маргариты Готье уже известна по «Увлечениям» Киры Муратовой, где Литвинова рассказывает ее заплетающимся языком в костюме медсестры. С тех пор ничего не изменилось: Рита ложится в больницу с неизлечимой болезнью и умирает скоропостижно.

    За процессом наблюдает элегантная Смерть в горностаях и кокошнике, временно перевоплощенная в медработника Таню Неубивко из «моргового» отделения. Все много курят, употребляют и говорят несусветное. За кадром поет и звучит Земфира. Всё.

    Разочарованию моему не было конца: все-таки «Богиня» подавала надежды. Пусть нестройная, в чем-то подражательная, путанная, она завораживала какой-то особой плотностью красоты, хотелось верить, что следующий фильм будет лучше, намного лучше, и тогдашнюю дебютантку Литвинову я полюбил авансом.

    Прошли годы, кривляния перед камерой поблекли, потеряли остроту и невинность, а важное так и не прозвучало. Артхаусная замысловатость, затяжная игра в диву не принесли плоды — ей просто нечего сказать. Литвинова становится грустной самопародией и, честное слово, Галкин бы сделал это лучше.

    В фильме поднимаются темы любви, смерти, предопределенности, но так неуклюже, бестолково — ни одна сцена не имеет логической завершенности и связи в целом. Все что мы видим — это набор застарелых литвиновских гэгов и обрывочные размышления о вечном. Сны Риты, нарядные старухи, уговаривающие лечь в гроб, даже целые фразы скопированы из «Богини» — любители дежавю получат сомнительное удовольствие. Там нет открытий — откровений, а только цирк и самоцелование. Хомерики играет косматого влюбленного с промокшими ботинками, Кузина — Риту, наиболее примечательное в которой — фамилия Готье, Друбич — подругу Риты, о которой можно сказать… ну… красивая шляпка.

    Хоровод фриков, очевидно, заимствованный у Феллини, — не более чем декорация. Картинка получилась сочной, но отдает ярмарочным балаганом или домашним театром. Нет полутонов, нет глубины кадра. Актрисы хором повторяют изломанные интонации и не всегда понятно, которая из них лепечет странное (например, в трейлере сцена прощания красного халата с грустным Хомерики без стелек).

    На мой взгляд, единственный, кто умел раскрывать и дозировать Литвинову, это Кира Муратова, но она уже исчерпала ее несколько фильмов тому назад. И все что осталось — блестки, помада, красивый профиль и медицинские переодевания — уже не в силах создать что-то новое.

    В интервью Познеру Рената говорит об аншлагах, люди хотят ее видеть, но, боюсь, это скорее заслуга популярности и неоновый нимб, поддерживаемый фанатами. Коллективно обожать Литвинову стало просто модно — это как брендовые туфли или сумочка. Содержание не имеет важности, главное — шагать в ногу со снобами, провозгласившими ее своим идолом, а все несогласные — просто глупцы. Ведь Литвинова снимает кино «не для всех» и оказаться в заветной лодке — значит подтвердить статус, блеснуть клеймом хорошего вкуса.

    Мне же она показалась растерянной, усталой, запнувшейся на сложном вопросе школьницей, которая провалила контрольную, и теперь пытается выбраться за счет прошлых заслуг. Очень надеюсь, что это просто кризис. Жду новых работ.

    2 ноября 2012 | 23:45

    «Последняя сказка Риты» — это путешествие в зазеркальный мир Ренаты Литвиновой. Мир белых халатов (она родилась в семье врачей). Мир, где близка смерть (ей приходилось утешать умирающих). Мир «кошмара» на голове (имея ввиду прически некоторых героинь) и «взъерошенности» в головах (а это уже — о депрессии). Мир женщин с ярко-напомаженными губами. Мир несуразных движений. Фатальной музыки Земфиры. Необычных платьев. Мир, где тоскуют по любимым людям или по самой любви. Мир старых, запущенных зданий с оставшимися кое-где признаками былого лоска. Мир, где нет внешних звуков. Где явственно слышны лишь голоса героев. Которые говорят чаще — незначительное, полупустое. А о главном — молчат.

    В этом мире много курят. И эта «невинная шалость» — привычка курить — превращается в фильме едва ли не в главную героиню, из-за которой разгорается скандал. Чтобы перестать бояться смерти, нужно думать о ней, писать о ней, снимать кино. Или смотреть его.

    Странный фильм декадентки Ренаты Литвиновой не покажется слишком уж надуманным лишь для тех, кто однажды умирал сам (но выжил). И для тех, кто принимал смерть у постели умирающего… Ловил последний вздох близкого человека и прикрывал ладонями веки… Они тоже пожмут плечами от недоумения. Но не так недоумённо, как те, кто не знает, как уходят люди.

    В ходе фильма порой возникает впечатление, что Рената морочит всем нам голову. И все же нет… В «Последней сказке Риты» она серьезна, как никогда. И в этом убеждаешься в тот момент, когда патологоанатом бросает окурок в разверстое тело покойной. И Надя, которая была свидетелем этой сценки — понимает после одного видения, что со злом надо бороться. Даже если все, что ты можешь — это кидаться стремглав на подонка со своими слабыми женскими кулачками и пинать его небольно сапожком…

    К трупам нужно относиться уважительно. А живых людей — надо любить. Ну а смерть — не так страшна, как вы думаете. Она может придти к вам в виде красивой девушки в прекрасном желтом платье с бокалом шампанского в руках. Или в другом обличьи. Как сами придумаете. — Это все хочет нам сказать Рената.

    И говорит.

    Будем верить…

    19 октября 2012 | 08:29

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 357 руб.
    подробнее

    Новости


    Во всем мире национальные киноакадемии определяются с тем, какую картину отправить в гонку за «Оскаром» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». КиноПоиск рассказывает, что нужно будет сделать российскому «Сталинграду», чтобы попасть в число претендентов, и изучает кандидатов из других стран. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    20 декабря в Москве свои награды раздадут отечественные кинокритики. Премия называется «Белый слон» и будет вручена Гильдией киноведов и кинокритиков уже в 15 раз. Среди фаворитов — картины «Жить», «Орда», «Фауст» и «Дирижер». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To36 111 775
    2.Город героевBig Hero 634 662 707
    3.ИнтерстелларInterstellar28 307 626
    4.За кулисамиBeyond the Lights6 200 284
    5.ИсчезнувшаяGone Girl4 561 432
    14.11 — 16.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ИнтерстелларInterstellar275 234 928
    2.Уиджи: Доска ДьяволаOuija76 297 597
    3.Город героевBig Hero 660 307 547
    4.День дурака49 517 201
    5.С любовью, РозиLove, Rosie20 889 561
    13.11 — 16.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 192 299776 065
    Деньги573 686 868 руб.169 269 999
    Цена билета261,68 руб.11,39
    13.11 — 16.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    230.Мужики!..8.088
    231.Однажды двадцать лет спустя8.088
    232.Крупная рыбаBig Fish8.087
    233.Старший сын8.087
    234.АпокалипсисApocalypto8.086
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One94.08%
    12.Звездные войны: Эпизод 7 – Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.07%
    13.ДэдпулDeadpool94.06%
    14.Бонд 24Bond 2493.81%
    15.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 293.80%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ОтмороженныеFreezer2
    Кино про Алексеева13
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 135
    КруизLa croisière2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.901
    ИнтерстелларInterstellar8.992
    Город героевBig Hero 68.325
    День дурака4.670
    Уиджи: Доска ДьяволаOuija4.697
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    премьеры