всё о любом фильме:

Земляничная поляна

Smultronstället
год
страна
слоган-
режиссерИнгмар Бергман
сценарийИнгмар Бергман
продюсерАллан Экелунд
операторГуннар Фишер
композиторЭрик Нордгрен, Ёте Ловен
художникДжиттан Густафссон, Милли Стрём
монтажОскар Розандер
жанр драма, мелодрама, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время91 мин. / 01:31
78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
38 + 2 = 40
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Найма Вифстранд, сыгравшая мать Исака Борга, в действительности на 11 лет младше исполнителя этой роли Виктора Шёстрёма.
    • Музыка к «Земляничной поляне» была написана Эриком Нордгреном несколькими годами ранее — для фильма Бергмана «Летняя игра» (1951).
    • «Smultronstället» в дословном переводе со шведского означает «Дикий земляничный участок».
    • Инициалы главного героя «И. Б» (Исаак Борг) тождественны инициалам режиссера и сценариста (Ингмар Бергман).
    • Как и многие другие картины Бергмана, эта во многом автобиографическая.
    • «Strawberry fields» — земляничная поляна. По-другому данное словосочетание можно трактовать, как «отрывок в памяти (воспоминания), связанный с земляникой», что во многом соответствует содержанию фильма.
    • Исполнитель главной роли, Виктор Шёстрём, умер через два года и неделю после выхода фильма.
    • Сценарий к этому фильму Бергман написал, находясь в больнице.
    • В Швеции «Земляничная поляна» — жаргонное название психиатрических больниц.
    • еще 6 фактов
    Трейлер 03:33

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Пожалуй, «Земляничная поляна» стала самой прославленной лентой шведского режиссёра Ингмара Бергмана. Хотя сейчас, наверно, трудно поверить в то, что новаторский по средствам кинематографической выразительности (прежде всего — по использованию приёма «внутреннего монолога») фильм о старом профессоре, который на склоне лет подвергает беспощадному и в то же время спасительному для самого себя мысленному суду всю свою жизнь, поставил 39-летний автор. Между прочим, идея этой картины пришла к Бергману в момент вынужденного пребывания в больнице, где людям поневоле приходится задумываться о смерти и, вероятно, заново переоценивать уже пройденный путь. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 55 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Из всех четырех отсмотренных мною кинокартин Ингмара Бергмана «Земляничная поляна» представляется личной работой как самого автора, так и отчасти для меня.

    С позиции Бергмана, пролежавшего в больнице из за гастрита, и протерпевшего немало неурядиц на личном фронте, он смог снять пожалуй самую зрелую работу, ещё в период разгара его творческой прославленности (получил всемирную славу в момент выхода «Седьмой печати»).

    Где в центре повествования является 78-летний профессор из Стокгольма Исаак Борг, сыгранного моим любимым кинорежиссером в Швеции Виктором Шёстрёмом (о котором я напишу пару слов).

    Так вот «Земляничная поляна» является по мне глубоким символичным опытом, даже более упрощенным в контексте его предыдущей работы, но мало того, снятой в один год с ней (!), из чего можно заключить, что формально «Земляничная поляна» является прямым продолжением темы осознания истинности человеческой жизни и его внутренней природы.

    Повествование начинается с прорицательного символичного сна, в виде опустошённого города. Чем то напоминающего лимб, где время не имеет сего течения, мимо старика проходит возница, везущего его давно умершее тело на тот свет, протягивая ему руку, унося его за собой. Это предзнаменование и по сему оборотное отражение его тамошней действительности (где сам персонаж сказал что он умер ещё при жизни), дает время Исааку (на протяжение всего пути за докторской степенью), рефлексировать о праведности своего существования, предаваясь к духовному значению своего пережитого времени. Тут и помелькают картины времени его прошлой юности; аналог «страшного суда», где экзамен о его профпригодности символично понимается как разоблачения ошибок его темперамента, являющимся унаследованной чертой от его рода. Но по сему главным обстоятельством что он`сложил на себя руки», обрекая себя на труд и покорное одиночество, так и не осознав залог подлинного счастья. Однако даже на закате его дней значительность бытия не устаревает, молодое поколение совершает те же ошибки, пытается найти в нем пережитый опыт у старика с лихой ироний и чествует за вклад большого труда.

    Роль Шестрема в этом фильме не менее символична, Бергман по моему представлению, сам с большой почестью провожает первооткрывателя иносказательного языка, сюжетной и технической конструктивности кинематографа Швеции (сам Бергман выходец Стокгольмской школы), как и своего центрального персонажа к завершительному итогу его значительного вклада в кинематограф, в творчество Бергмана ! Сам я, являясь поклонником его апофеозной работы- «Возница», нашёл изрядно немало ассоциаций с его фильмом, только отличающегося наиболее пафосно-религиозным и искупительным характером, сам же Виктор Шёстрём воплотил наиболее идентичную роль.

    19 июля 2016 | 16:06

    Очень хороший фильм. И несмотря на то, что охватывает множество проблем и душевных мук, совсем не загружает, а скорее помогает во всём разобраться. Вообще фильм очень доступный широкому полю зрителей, несмотря на то, что затрагивает очень глубинные темы. Бергман как всегда психологичен, особенно в своей любимой теме семейных отношений. Режиссёр намерено сводит вместе сразу несколько поколений, чтобы показать нам как по-разному, но и в чём-то схоже смотрят на мир люди разных возрастов. На их переплетения право любопытно смотреть!

    Вообще сценарий очень вдумчивый! Центральной фигурой всего фильма является 78-летний старик, который прожил очень длинную и наполненную событиями жизнь и накануне знакового для него дня стал задумываться о ней по-настоящему. Бергман отлично показывает внутренние конфликты, обиды, неудовлетворённости, радости и горести этого человека, в котором за бетонной стеной педанта, ворчуна и скряги с множеством принципов и привычек мы обнаруживаем сентиментального человека, с тоской вспоминающего своё детство, в котором было немало как разочарований и невысказанных слов, так и приятных моментов беззаботного детства. Этот человек, доживший до столь преклонного возраста, к концу фильма осознаёт, что многое делал неправильно в своей жизни и причём (что показательно) пытается это хоть как-то исправить, хоть больше конечно для самоуспокоения. По ходу фильма нам многое становится понятно: например, что многие черты его характера исходят из детства с очень авторитарной матерью, которая назло самой себе всё ещё жива. Доктор Исаак Борг вдруг сам осознаёт, что непонятно каким образом его терпят все вокруг и при этом всё равно любят! И поэтому ему во многом грустно оттого, что он вырастил во многом похожего на себя сына, не умеющего ценить жизнь: как собственную, так и чужую. Ему стыдно за другие семьи, так как в их членах он со стыдом может обнаружить и прототип себя. Ему так же мило, но в тоже время больно смотреть на метания в выборе молодой девушки, которая во многом сглаживает его собственную боль от подобной ситуации в юности. Гениальный режиссёр показывает всю полноту внутреннего мира старого человека, так как будто заранее знал, что доживёт до его возраста. Трудно поверить, что это мысли не самого старика, а сценариста картины, коим опять-таки является Ингмар Бергман.

    Стоит разобраться в представителях разных поколений в отдельности, ведь режиссер, на мой взгляд, вложил определённый смысл в каждое. Мать главного героя, 96-летняя старуха, предстаёт пред нами своего рода проекцией этого старика через 20 лет, если ему, конечно, ему ещё удастся до таких лет. Её образ помогает во многом и самому герою в чём-то взглянуть на себя со стороны и его невестке увидеть своего мужа в лице своего отца — и тот и другой образ представлен нам далеко не в светлых тонах! Молодые люди (девушка и два парня) прежде всего, показаны нам в сравнении с самим героем, возлюбленной его юности и её будущим мужем — что добавляет герою повода для воспоминаний. Доктор как бы черпается от них энергией, вспоминает сам себя и свою возлюбленную, те дни, когда он был молод и окружён своей огромной семьёй! Фраза этой молодой девушки я думаю, во многом снимает с него то горькое чувство обиды за решение не в пользу него! Но так как у него самого вся жизнь уже позади, а троица ещё молода, то главнее события, которые происходят в реальном времени, разворачиваются у поколения среднего возраста…

    Одной из главных в фильме является персона невестки главного героя — молодой красивой женщины, которая застряла в их семейных недоразумениях и конфликтах. Актриса Ингрид Тулин исполнила свою роль высококлассно! Это образ очень зрелой, умной женщины, которая не боится открыто критиковать доктора Борга, но в тоже время любит его, которая любит своего мужа, но принимает решения независимо от его мнения и с ужасом обнаруживает в нём его отца. Она так же напрямую критикует мать доктора, ставит на место, как молодежь, так и разваливающуюся пару своих ровесников. В итоге мы обнаруживаем в ней очень сильную личность.

    Великолепно прописаны даже мелкие роли: диалог семейной пары в машине, например, просто вызывает восхищение к режиссуре! Сцены с обедом большой семьи волей-неволей возвращают нас самих в детство, что приятно, ведь фильм вполне можно смотреть всей семьёй.

    Не смог отказаться режиссёр и от психологии в фильме, причём наглядного её проявления. Сны доктора, воспоминания детства, ассоциации — всё это показатель хорошего знания науки о душе со стороны режиссёра, как с практической, так и с научной стороны. Часы без стрелок, человек без лица, гроб — всё это приводит нас к тому, что Доктор Исаак Борг задумывается о том, правильно ли он прожил свою жизнь, всё ли успел сделать и можно ли что-либо исправить? Сон номер два — своеобразный суд в виде экзамена всерьёз заставляет доктора изменить что-то в своём поведении: почувствовав страх — он начинает действовать. На этом фоне награда всей жизни становится для него немного блёклой в силу того, что его личная жизнь явно не сложилась, последнее, что он хочет — не испортить её другим, стараясь уберечь от своих ошибок.

    Вообще как мне кажется главное в фильме — идея любви, выбора, ценности своей семьи и, конечно же, смысла жизни. Мы всё это ощущаем сполна, пропуская через себя переживания многих героев, и надеемся на лучшее вместе с ними.

    Я не считаю нужным акцентировать внимание на технических моментах фильма, так как сценарий и режиссура сглаживают все шероховатости. Очень символичным явлением для фильма я думаю, стала последняя роль актёра Виктора Шёстрёма, сыгравшего столь многослойный персонаж доктора Борга, которой умер через три года после выхода фильма на экран в возрасте восьмидесяти лет. Сыграть такую роль в своём последнем фильме — это действительно подарок судьбы для любого актёра, что ещё раз подтверждает нам, что фильм — это целая жизнь!

    8 из 10

    23 июня 2010 | 23:32

    Ингмар Бергман — известный всему миру режиссёр интеллектуального кино. В своей работе «Земляничная поляна» он проводит одну из основных тем его творчества — кризис личности. Главный герой, Исаак — преклонного возраста мужчина, которому начинают сниться странные вещи. Поначалу он им удивляется, а в последствии, осмысливая всю свою жизнь, приходит к мысли о том, что в снах заложена неприглядная истина о нём самом. А именно, ему, как уже потёртому калачу, не стоит быть жестоким и эгоистичным, не стоит доживать жизнь — следует наслаждаться её величественным закатом.

    Картина Бергмана рассказывает о переосмыслении жизни на её склоне, а также взывает от лица молодости к старости. Ведь, порой, не только старость способна чему-то научить молодость, но и та, со своим рвением, тягой к жизни, способна её научить. Словно от имени самой жизни, говорит она ей — никогда не стоит отчаиваться.

    Действие картины можно разделить на две части: явная, и скрытая. Всё разделяется на происходящее во снах героя и в ходе его рассуждений. В начале фильма Исаак говорит о своём одиночестве, излишней педантичности. Но он смиряется со своим состоянием. Это роднит с ним его сына, ведь, по признанию его невестки, он стал мертвецом уже при жизни. Однако подсознание Исаака не даёт ему принять ход событий таким, какой он есть. В своих снах герой предстаёт перед судом за эгоизм и потерю компетенции…

    Роль главного героя исполняет Виктор Шёстрём. В его исполнении, Исаак — умудрённый сединами человек, который склонен уже более к созерцанию, чем к действию. Вечная умеренность в порывах передаёт отсутствие должных отцу и деду чувств сопереживания, заботы, чуткости.

    Мод Ханссон играет экономку Исаака, с которой, по его собственному признанию, ему повезло. Она составляет незаменимую компанию Исааку, однако, возможно является и причиной его подвешенного над жизнью состояния. Анта — хранительница порядка, установившегося в доме и в сердцах двух стариков.

    Приятно оживила картину актриса Гуннель Линдблум. С её появлением на земляничной поляне сразу же фильм зацвёл ярким цветом. Она, с её неунывающими и вечно спорящими друзьями, словно протягивают руку старику, и уж точно радует десницу ока его.

    Картина говорит о непреходящей ценности жизненных впечатлений. По замыслу, как я его понимаю, в старости человек не уходит в тень, и не усыхает — его воспоминания наливаются новыми красками, а душа осознаёт, что она всегда молода. Картина снята красиво и не скучно, моменты действия всё время чередуются с моментами рассуждения, сохраняя заслуженное внимание.

    13 мая 2012 | 00:29

    Как говорит одна французская реклама: «фильмы делают, для того что бы их смотреть», но далеко не все фильмы стоят нашего времени. «Земляничная поляна» — классика. Кино о жизни, о её начале и о её конце. О том, что она одна и о том, что она не может быть совершенна. Об одном конкретном человеке и о каждом из нас. Осознание, без единого ответа на множество вопросов…

    Смотрите хорошее кино. Конечно:

    10 из 10

    23 января 2009 | 11:03

    У меня нет слов просто. Этот фильм по сути прост и нарочито «не зануден». Но в то же время это очень глубокая картина, практически философская притча о важных частичках человеческой жизни. Конечно основной мотив лежит в размышлениях о произошедшем в жизни на склоне лет, но тем не менее. Огромное количеств будоражащих мыслей возникает и с пересечением образов отцов и детей, ворчливой старости и беспокойной молодости. Любви, которая может как придавать новый смысл жизни, так и наталкиваться на неразрешимые препятствия. О смятении перед встречей со смертью. О потерянном смысле существования. О разочаровании. О Боге и человеке. Об утерянном счастье. О сознательном одиночестве и эгоизме. О невозможности изменить прошлое.

    Гениальный Бергман уместил целый философский трактат в каких-то полутора часах одного фильма. За кажущейся банальной историей пожилого врача, блуждающего в воспоминаниях и при этом чуждого ностальгии, скрывается бег мыслей о всем течении жизни. Встреченные им люди, их судьбы, произошедшие события — все сплетается в неспешном ритме вдумчивых размышлений и воспоминаний главного героя. А земляничная поляна — образ практически забытых, а то и сознательно загнанных поглубже в себя дум о времени, когда ты был другим. Нет, не старческое брюзжание, а озарение о позорно утерянных чувствах любви и признательности, теплоты и понимания. В этом смысле фильм несет высокую мораль о том, что человек несет в себе положительное начало, но часто оно теряется за увлеченностью собственным внутренним миром.

    10 из 10

    Хотя я бы поставил даже 15. Если такое кино существует, значит кинематограф стал не только фабрикой грез, но и властелином умов и сердец человеческих. В общем такое кино нужно видеть, а не бесполезно пытаться объяснять примитивными словами его великолепие.

    3 декабря 2011 | 00:26

    «Земляничная поляна» — «взрослая» картина Ингмара Бергмана, в которой главной фабулой становится «причина» (отсутствие смысла жизни) и следствие его — одиночество. Режиссер, помещая зрителя в сновидения Борга, как бы просит человечество: «Берегите отпущенное время. Помните: жизнь не вечна, а потому не допускайте того, чтобы она проходила мимо вас». Время — одно из действующих (реальных и ирреальных) течений драмы, представлено часами без стрелок — символом уходящей жизни, и свидетельством отторжения с семьей и внутри семьи героя… Старость в фильме, «держится за руки» с более древней старостью (сын с матерью), а молодость, лучиком света, озаряет дорогу к «пропасти» жизни. Если старику, вдруг, молоденькая девушка крикнет на прощание: «Из всех мужчин — я выбираю вас», как он отреагирует? Что почувствует?

    Визуальный ряд картины, в замкнутом пространстве, созданной иллюзией, безупречен, а любая деталь, появляющаяся в кадре, кажется отшлифованной донельзя. Бергман, в своем творении, возводит, «эгоизму», пьедестал, с которого его же и свергает. В какой же из моментов, Борг, понимает, что переосмыслив прошлое, он постигнет «вечное» завтра?.. Несомненно, в пугающих и волшебных снах, заключаются многие ответы: зритель находит их. Молодые люди, узнают себя в молодых героях (состязающихся в красноречии, с иронией и снисходительностью относящихся к старости), старики же, думают, как главный герой: «Я точно знаю одно, что ничего не знаю: ни о жизни, ни о смерти».

    Актерская работа Виктора Шестрема (основателя классической шведской школы кинематографа), стала последней в его творчестве, и, «лебединой песней» в картине… Прекрасные женские образы Марианны (Ингрид Тулин) и Сары (Биби Андерссон), всецело порабощают зрителя: крупными планами лиц (одного — сдержанно-благородного, другого кокетливо юного). Смотря на них, хочется остановить время или растянуть его в бесконечности, убрать стрелки с часов, а потом, «метафорично», завести их, храня в памяти волшебные воспоминания. Что может быть хуже старости? Наверно, ощущение человеческой смерти, еще при жизни…

    10 из 10

    7 февраля 2012 | 22:24

    Ингмар Бергман. Великий режиссер, мистификатор, психолог, философ, мифотворец и не в последнюю очередь блистательный рассказчик и сценарист. На самом деле даже трудно сразу определить, что лучше — фильм Бергмана или его литературная основа. Есть один хороший способ лучше понять этого непростого художника — сначала читать сценарии его фильмов (огромное количество которых активно переводилось на русский еще в СССР), а потом смотреть сами фильмы. Убежден, что всякий текст режиссера можно расценивать как абсолютно автономное, самодостаточное и способное дать фору многим именитым повестям и романам, литературное произведение. Когда его читаешь словно смотришь фильм, который режиссировал самолично, но не где-нибудь, а на строго обозначенной киноплощадке, т. е. в голове самого Бергмана. Он так искусно и фундаментально строит сценарий (или, как он сам его называет «нотопись»), что все неточности, недомолвки, сжатые описательные характеристики только усиливают эффект и разжигают воображение.

    Любая его история до крайности философична и многогранна, именно поэтому она не может быть выражена в абстрактных понятиях или стройной онтологической системе, но зиждется на метафорических символах, антиномических образах персонажей и их необъяснимых душевных противоречиях. Как можно объяснить всю тщету и скудость человеческого существования, радикальный недостаток любви и чувственности бытия, сухость и черствость душевных переживаний, которые никогда, НИКОГДА не покидают строго очерченного круга собственного «Я»? Как же беден и недостаточен наш хваленый рефлексирующий аппарат, если мы не можем передать словами даже простейших эмоций, а что уж говорить о глубинных, личностных переживаниях, затрагивающих все существо в целом.

    Прославленный профессор и ученый врач Исаак Борг (И. Б…знакомые инициалы!) накануне вручения почетной докторской степени неожиданно ощущает, что вся его личность начинает трансформироваться под влиянием нахлынувших воспоминаний и невероятно ярких и живых сновидений. Он переосмысливает свою жизнь… Вглядывается в прошлое. Счастливая пора детства. Огромная семья, родители, дядя, тетка и десять человек детей, среди которых Исаак самый прилежный и послушный. Жаль, что девочки любят таких только платонически, а судьбу свою связывают с наглыми сорванцами и «грязными негодяями», наподобие его брата Сигфрида, за которого вышла замуж его первая (и, как окажется впоследствии) единственная настоящая любовь — двоюродная кузина Сара, нарожавшая непутевому мужу аж шестерых детей. У Исака все сложилось куда как более скромно.

    Он женился на симпатичной девушке Карин, медленно, но верно взбирался вверх по служебной лестнице. Брак их не был счастливым, но и несчастным назвать его язык не поворачивается. Скорее он напоминал исполнение долга, учтивое обязательство. Жена начала изменять. Но Исаак прощал…Вот до чего он был равнодушен. Вскоре у супругов родился сын — Эвальд, которому отец дал сухую отеческую заботу, хорошее образование и первый капитал. А любовь, душевность, духовное взаимопонимание всегда оставались где-то за кадром и не принимались «в расчет». Все это привело к пагубным последствиям — Эвальд, несмотря на внешнее благополучие, хороший социальный статус и красавицу жену, придерживается радикально пессимистических воззрений на жизнь, запрещая супруге заводить детей и мечтая поскорее покинуть этот свет.

    Все это Исак неожиданно узнает от самой снохи, которая сопровождает профессора на торжественное вручение премии. По дороге они подбирают трех молодых, пышущих радостью и оптимизмом попутчиков. Наблюдая за горячими спорами, азартом и жаждой жизни молодых людей, он все больше начинает прозревать пустоту и мрак своих прожитых лет, впервые ему удается взглянуть на себя со стороны и сознать черствость, грубость и мертвенность собственной души. Всю жизнь наблюдая за атомами и бактериями, он и сам стал бактерией, абсолютно одиноким атомом в бесконечном, хаотическом пространстве. Как же космически далеки все живущие, родственники, друзья, сын, которому нечего сказать, девяностолетняя мать, пережившая всех детей, кроме Исака или сноха, презирающая свекра как личного врага. Что остается? Только тихая ночь, да теплые воспоминания о сладкой, нежной землянике из невинных и чистых рук маленькой Сары.

    «Земляничная поляна», в отличие от более поздних работ мастера тяготеет к сюрреалистическому стилю, смешению правды и вымысла, сна и действительности, воспоминаний и реальности. Центральную роль в картине играют именно, крепко связанные друг с другом, сны и воспоминания профессора, эмоциональный контраст которых резко меняется от животного ужаса, адского кошмара (сны) до очищающего света, неземной благодати (воспоминания). Душевный узел, завязывавшийся в течении десятилетий, заваленный кипами ученых книг и сугубо рациональным обывательским существованием причиняет профессору неожиданную боль в самой глубине его существа. Но за что ему себя винить? Он был прилежным ребенком, упорно трудился, воспитал собственного сына. Но проблема гораздо глубже, чем кажется. На мой взгляд, ее в нескольких строчках гениально обрисовал американский поэт Чарльз Буковски, доживший до возраста профессора Борга и утверждавший следующее: «Старость не преступление. Она — стыд за осторожно растраченную жизнь. Среди миллионов осторожно растраченных жизней». Добавить тут нечего.

    Но есть ли у героя хоть какая-то возможность вырваться из цепких лап горестного существования. Бергман считает, что есть. Выход, согласно режиссеру, располагается в нашей способности к творчеству и памяти. Спасение следует искать не в социальном переустройстве, философских системах или научных теориях, а в глубинах собственного духа, самых простых и непосредственных его проявлениях. «Земляничную поляну» можно также считать одной из самых светлых и жизнеутверждающих картин режиссера, чье мировоззрение вскоре окрасилось в самые темные тона.

    Как замечено выше, смотреть Бергмана лучше всего в два этапа — «литературно» и «кинематографично». Несмотря на всю ограниченность технических средств киноиндустрии режиссеру удается так искусно насытить визуальный ряд, что ваше воображение вынуждено будет признать собственное поражение. Во-первых, мастерство маэстро проявляется в работе с актерами, с которыми Бергман любит и умеет работать ("Ты пойми — на актера нельзя давить, его надо на руках носить»). Они отвечают ему тем же, а именно своей блистательной игрой, поэтому Бергман не боится строить целые эпизоды на крупных и длинных планах без всяких склеек в чисто театральной манере. Он абсолютно уверен в своей команде (Биби Андерсон(!), Гуннель Линдблум, Лив Ульман, Макс фон Сюдов, Гуннер Бьорстранд). В данном случае к ним добавился Виктор Шёстрем — икона шведского кинематографа, создатель легендарной «Возницы». Шестрем неописуемо хорош. Он гениально наделяет своего героя «неподъемной метафизической возвышенностью», свойственной людям на грани смерти, с которой сам актер встретился через два года.

    В целом, фильм «Земляничная поляна» особенно замечателен тем, что в форме простой, общечеловеческой истории повествует о многотрудных, порой неразрешимых вопросах бытия, но богатство его идей не выхолащивается до банальных сюжетных репрезентаций, а гармонично сочетается с казалось бы ничем не выделяющимся жизнеописанием престарелого профессора. Этим фильмом Бергман словно доказывает парадоксальную истину о том, что «глубина жизни — в ее простоте».

    13 ноября 2015 | 22:22

    Путешествуя сквозь дебри подсознания, профессор Исаак оглядывается назад с высоты прожитых лет. Он попадает на самый важный экзамен по Жизни, где экзаменатор его Совесть. Какова первая заповедь? Прощать. Он проваливает экзамен. Наказание — одиночество.

    Жена презирает Исаака. Ей видится он эгоист, заносчивый, черствый. Ему все дозволено, и он мнит себя Господом Богом. От его ложного великодушия тошнит. Она просто бесится от своего бессилия. Ей не дано вызвать в нем бурю эмоций. Он неприступен, непоколебим, все прощает, ему все равно. Или он силен? Он любит по-своему. И болит у него по-своему.

    Сны Исаака — его диалог с подсознанием. Он смотрит в глаза тому, от чего отмахивается наяву. Его страхи, сомнения, угрызения.

    Сын Исаака отказывается от ребенка, так как не хочет создавать нити, привязывающие его к этой жизни. Жизнь — нелепейшая штука. Зачем мы должны обрекать на нее других? И тут не осудишь. Нет ни правых, ни виноватых. Каждый исполняет свою роль.

    Исаак проделал главную хирургическую работу в своей жизни. Он удали всех. Нет ничего, что кровоточит и ранит. Так конечно спокойнее. Побочный эффект операции — Одиночество. Без всякого снисхождения.

    Фильм, как бокал хорошего вина. Белое сухое. Без примесей и привкуса. Ничего лишнего. Истинный вкус кино.

    10 из 10

    Ожидание делает человека жестоким. Даже против его воли.

    8 мая 2012 | 18:50

    Наверное, у каждого человека есть своя «земляничная поляна»: место, куда он раз за разом возвращается мысленно, предается воспоминаниям, размышляет о пройденном, пережитом, том, чего уже не изменить. Вот и доктор Исаак Борг, совершая свой маленький вояж, не может не погрузиться в свое прошлое, проезжая знакомые места, он видит, как оживают герои его прошлого, герои его памяти, люди, которых уже давно нет рядом, но которые оставили свой след в его сердце.

    И это небольшое путешествие полностью меняет доктора: прежде достаточно эгоистичный и отстраняющийся от проблем других людей, даже близких ему, он переосмысливает свои ценности и установки: готов выслушать сына, проявляет небезразличие к его судьбе, даже предлагает старой экономке «перейти на ты», словом «очеловечивается». И к концу картины перед нами предстает уже другой человек: он искренне любит и заботится, он готов сломать свою скорлупу и разрушить стены и барьеры, которые так долго и старательно возводил. В этом главная заслуга его невестки — Марианны, — и группы молодых людей, которые стали их попутчиками, — они заставили доктора снова поверить людям, поверить в людей. Возможно, забыть боль, причиненную в прошлом, очистить свою земляничную поляну от обид, которые он таил долго и глубоко.

    Маэстро Бергман потрясающе продемонстрировал нам эту «эволюцию» в своей спокойной и размеренной картине. Впрочем, ее нельзя назвать скучной или унылой: оживление приносят сначала «молодежь» и их споры о религии, а затем и супружеская пара, которая полностью поглощена внутренним конфликтом.

    Особенно хочется отметить, безусловно, выдающуюся роль Виктора Шёстрёма. Он сыграл невероятно тонко и проникновенно.

    Словом, обязательно к просмотру для всех ценителей хорошего кино.

    10 из 10

    6 февраля 2012 | 01:56

    Перед нами — наиболее ранняя (наравне с «Седьмой печатью») работа кинорежиссера, чьим широко известным в узких кругах именем порой характеризуют жанр артхауса. Простим ли фильму его почтенный возраст и сделаем несколько скидок?

    Нет, не сделаем. Иначе количество пустых похвал затмит собой подлинные достоинства. Их немного, но они весомые.

    Деталь старой эпохи, времен, когда легендарный режиссер только начинал свою работу с полнометражными лентами, и в первой же своей полноценной работе уместил все основные, но пока что не выделенные преимущества.

    Интересное, не затянутое повествование, при учете полного отсутствия динамики. Понятные образы и поступки. Психологизм, который пока что не очень глубокий, но явно более проработанный, чем у героев ширпотреба. Превратности семейных отношений и тема приближающейся смерти, конечно же, прилагаются.

    Нет ни актеров, исполнявших главные роли, ни тем более самого Ингмара Бергмана. А «Земляничная поляна» — все еще душевный фильм, на тему путешествия к самому себе, случайных встреч и… просыпанной земляники. Почему именно ее? Сам не знаю. В расцвете жизни не подозреваешь, какая именно деталь сыграет решающую роль на закате дней.

    21 июня 2015 | 16:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>