всё о любом фильме:

Земляничная поляна

Smultronstället
год
страна
слоган-
режиссерИнгмар Бергман
сценарийИнгмар Бергман
продюсерАллан Экелунд
операторГуннар Фишер
композиторЭрик Нордгрен, Ёте Ловен
художникДжиттан Густафссон, Милли Стрём
монтажОскар Розандер
жанр драма, мелодрама, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время91 мин. / 01:31
78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
38 + 2 = 40
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Найма Вифстранд, сыгравшая мать Исака Борга, в действительности на 11 лет младше исполнителя этой роли Виктора Шёстрёма.
    • Исполнитель главной роли, Виктор Шёстрём, умер через два года и неделю после выхода фильма.
    • «Strawberry fields» — земляничная поляна. По-другому данное словосочетание можно трактовать, как «отрывок в памяти (воспоминания), связанный с земляникой», что во многом соответствует содержанию фильма.
    • Инициалы главного героя «И. Б» (Исаак Борг) тождественны инициалам режиссера и сценариста (Ингмар Бергман).
    • Как и многие другие картины Бергмана, эта во многом автобиографическая.
    • Сценарий к этому фильму Бергман написал, находясь в больнице.
    • В Швеции «Земляничная поляна» — жаргонное название психиатрических больниц.
    • «Smultronstället» в дословном переводе со шведского означает «Дикий земляничный участок».
    • Музыка к «Земляничной поляне» была написана Эриком Нордгреном несколькими годами ранее — для фильма Бергмана «Летняя игра» (1951).
    • еще 6 фактов
    Трейлер 03:33

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Пожалуй, «Земляничная поляна» стала самой прославленной лентой шведского режиссёра Ингмара Бергмана. Хотя сейчас, наверно, трудно поверить в то, что новаторский по средствам кинематографической выразительности (прежде всего — по использованию приёма «внутреннего монолога») фильм о старом профессоре, который на склоне лет подвергает беспощадному и в то же время спасительному для самого себя мысленному суду всю свою жизнь, поставил 39-летний автор. Между прочим, идея этой картины пришла к Бергману в момент вынужденного пребывания в больнице, где людям поневоле приходится задумываться о смерти и, вероятно, заново переоценивать уже пройденный путь. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 55 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Когда упоминается имя шведского режиссёра Ингмара Бергмана, то у людей сразу в голове рисуется картинка чего-то мудрого, сложного и далеко не каждому понятного. «Земляничная поляна», одна из первых работ шведа, хоть и является мудрой, сложной и прочее, тем не менее, будет понятна абсолютна каждому, потому что основным лейтмотивом всей картина является, как не странно, лейтмотив жизни. И каждый здесь волен видеть то, что хочется. Потому что основываясь на банальный даже для 1957 года сюжет, Бергману удаётся поднять такие вопросы, как смысл человеческого существования, значение жизни человека и т. д.

    Главный герой, 78-летний профессор из Стокгольма, осознает, что смерть неминуема близка. Перед ним образами всплывают воспоминания из далекого прошлого. Опираясь на них, профессор пытается проанализировать свою собственную жизнь. Кстати, стоит отдельно отметить, как мастерски Бергману удаётся коррелировать основное повествование со вставками из прошлого.

    На протяжении всего фильма мы слышим внутренний монолог главного героя, в ходе которого он силится понять, что бы он хотел изменить в своей жизни, какие ошибки лучше бы не совершать, что он сделал правильно, чего добился и т. д. Герою не хватает жизненных сил двигаться дальше, поэтому Бергман показывает мать профессора, которой, несмотря на почтительный возраст, этих самых жизненных сил хватит на них обоих. Профессору кажется, что он умер ещё при жизни, а его мать считает иначе: она полагает, что каждый сам волен решать, когда умирать.

    Итак, «Земляничная поляна» — это очень личный фильм, который, как бы это ни было парадоксально, подходит для просмотра абсолютно каждому. В этом, наверное, и заключается его гениальность.

    9 из 10

    4 мая 2016 | 11:49

    Профессор Борг страдает от одиночества. Жена его давно умерла, однако, мать всё ещё находится в здравом уме несмотря на свои девяносто шесть лет. Всю свою жизнь профессор посвятил своей работе, отказавшись от своей личной жизни, от отношений с людьми и от общения с ними. Для него всё это оказалось «обсуждением чужих поступков и характеров», которое не имеет никакого смысла. Всю жизнь профессор Борг успокаивал себя страстью к науке — к медицине. Но принёс ли ему искренее счастье его жизненный выбор? Радует ли его в конце концов почетная награда за свой пятидесятилетний труд?

    Этот фильм повествует об отношениях мужчины и женщины, отца и сына, матери и сына, о сложном балансе между семьёй и профессией, о роли и месте женщины в социуме, о риске одинокой старости, и, наконец, в общем и целом о бесконечном поиске смысла бытия…

    Время летит очень быстро и даже не успеешь оглянуться, как начнёшь упрекать себя в старости лет в своих допущенных ошибках. Но можно ли повернуть время вспять и исправить всё? Может быть следовало быть более смелым и не бояться показывать свои чувства по отношению к любимой Саре? Может если бы в Исааке было хоть чуточку наглости Зигфрида — сразу лезть в губы к Саре, она бы вышла замуж за профессора Борга и его бы сейчас не мучали эти кошмарные сны? Однако, говорят люди: «Будь самим собой!». И что бы это правило значило? И должны ли мы ему следовать?

    В чём состоит женская женственность? Профессор Борг считает, что женственность проявляется, когда женщина плачет, рожает детей и сплетничает о своих соседях. И немедленно следует запретить женщинам курить! И вправду, в настоящее время очень редко встретить женственность в женщине — они стали реже плакать, реже рожать детей и времени у них нет на сплетни, потому что заняты на работе. А мужчины наоборот теряют свою мужественность уступая свои социальные позиции бывало хрупким существам, созданным из мужского ребра.

    Всё нужно делать в своё время — найти своё призвание в обществе, создать семью, нарожать детей, воспитать их и т. д. Главное не предаваться крайностям, как это сделал господин Борг, посвятив всю свою жизнь только своей профессии и даже передав по наследству своему сыну это тяжёлое бремя — «эгоистичность, чёрствость и заносчивость». Хотя тут мы являемся свидетелями некой парадоксальности — с одной стороны Исаак Борг — социальный альтруист, видный деятель науки, врач с огромным стажем, который всю жизнь то и делал — лечил людей. Но с другой — в глазах близких его людей он является заядлым эгоистом, неспособным даже простить давный долг своему сыну.

    Следует помнить, что основным наказанием за «феномен доктора Борга», за жизнь прожитую как «живой труп», за неисполненную во время роль и долг к старости лет будет одиночество. И даже просьба к горничной, которую ты знаешь всю жизнь, перейти на «ты» не принесёт никакого результата, потому что всё останется на своих местах, и ничто уже здесь не поделаешь!

    7 марта 2012 | 20:16

    «Земляничная поляна» — очередной шедевр талантливого шведского творца Ингмара Бергмана, это в первую очередь фильм-воспоминание, фильм-сон, с одной стороны в нем множество вопросов, неопределенностей, но в то же время он пропитан некой легкостью, светом и добротой.

    Главным героем произведения предстает 78 летний профессор Исаак Борг, педантичный доктор, 50 лет своей жизни отдавший медицине, направляющийся на церемонию вручения ордена. Сама дорога профессора это путь перерождения, на котором пройдя через череду снов, воспоминаний и встреч он наконец-то избавляется от тяжести на душе. Борг прощает долг сыну, переходит на Ты к человеку, с которым прожил почти всю свою жизнь, обретает так необходимое ему спокойствие и свободу. Он понимает что в нем живет не только черствый и заносчивый эгоист, но еще и человек которого уважают, ценят и любят, а самое главное что он сам способен любить.

    Кому, как не тебе знать, как победить боль, но ты не знаешь. Ты так много учился, а в итоге, всем твоим знаниям грош цена.

    Однако Исаак Борг смог опровергнуть это обвинение и в конце своего «пути» исцеляет душу. В этой картине много символики, к примеру поляна земляники, как вкус детства, греющий душу профессора, часы без стрелок — утраченная ценность времени. Ко всему такой добрый и теплый финал не оставит никого равнодушным. Браво Бергман, сумевший разжечь искру жизни в каждом из нас и давший нам почву для размышлений.

    А каково будет мое наказание? Как у всех, наверное… У всех?! Ну, да, у всех — одиночество. Одиночество. Вот именно, одиночество. И никакого снисхождения?

    Борг, как и все мы боится одиночества, а это маленькое путешествие позволяет ему избавиться от него и «уснуть» с улыбкой на лице.

    Любите, создавайте воспоминания, попросту живите и не дайте себе умереть при жизни. Несомненно, десятка.

    10 из 10

    19 марта 2012 | 15:53

    Исак Борг на склоне лет не испытывает душевного надлома от бессмысленности наработанного жизненного опыта. Он в свои 78 вполне оптимистичен и принимает с долженствующей снисходительностью предстоящую награду за 50 лет работы врачом. Только вот сны покоя не дают. Часы без стрелок, гроб с двойником, люди без лиц…а ещё лужайка с кустиками земляники. Воспоминания, гипотезы и кошмары переплелись. Путешествие на автомобиле по знакомым с детства местам должно расставить акценты в восприятии личности Борга. Путешествие должно помочь самому профессору понять то, что ускользало от него все эти годы.

    Бергман не сводит болезненное alter ego с дьяволом напрямую, но позволяет последнему тормошить старика, пока тот пребывает в бессознательном трансе. Сюрреалистические образы снов влияют на оценку реалистических событий. Попутчики и встречные иллюстрируют многие моральные конфликты, с которыми сталкивался Борг за долгие лета. Но в отличие от «иллюстраторов» он избегал поиска ответов, предпочитая оставаться в тени ровнотекущего существования. Борг испытывает муки Фауста вынужденно. Он не понимает, что ему делать и как понимать внезапный ворох нахлынувших экзистенциальных интерпретаций. Дьявол стучится не в ту дверь. Выводы, к которым приходит Бергман, превосходны в своей смиреной мудрости.

    Важно ли есть Бог или нет? Не важно, если жизни не хватит, чтобы ответить на этот вопрос. Можно ли желать изменить некоторые свои поступки, исправить то, что случилось по твоей вине? Ненужно, ибо сие невозможно. Надо ли считать себя виноватым в чёрствости сына и изменах супруги? Не надо, т. к. каждый сам отвечает за свой выбор. Стоит ли жалеть об утраченной идиллии большой и забавной семьи? Не стоит: всё рано или поздно проходит. Дилеммы Фауста — дутый пузырь. Муки Фауста — нытьё неудачника.

    Разрешается и поощряется жить в гармонии на островках личного благоденствия, которые создаёт сам человек. Островок Борга — смех любимой девушки, суета семейных праздников, земляника на зелёной поляне. Заснуть и улыбнуться. Зря прожитых жизней не бывает.

    10 из 10

    16 июня 2011 | 13:09

    «Я не могу так смотреть фильмы! Я должен смотреть картины от начала, до конца! Тем более Бергмана» (с) Вуди Аллен, фильм «Энни Холл»

    Фильм, вдохновивший Вуди Аллена на создание одного из главных его шедевров — «Разбирая Гарри». И дело тут не только в схожести сюжетных линий, но и главные идеи фильмов совпадают, только у Бергмана герой вспоминает свое прошлое и немного сожалеет о прожитой жизни, а у Аллена герой отрицает, что все это происходило с ними, и ставит на свое положение героев своих романов. Но сейчас про фильм Бергмана.

    Как обычно у Бергмана — фильм непрямолинеен, нет четкого сюжета и четкого финала. Мы видим перед своими глазами старика, которому должны вручить премию за его прежние заслуги но, так уж получилось, что путь на вручение премии проходит через те места, в которых он провел детство и юность, и старику, который отрекся от внешнего мира и прежних воспоминаний, волей-неволей приходится окунуться в прошлое и пережить все те негативные моменты, которые от прожил прежде. И, что примечательно — главные герой не может воссоздать в своей памяти хорошие события, а только негативные, ведь эти добрые события были настолько незначительны, что и вспоминать их не стоит, а плохие же, как назло, обладали масштабной силой распространение и оказали огромное влияние на его дальнейшую жизнь.

    За сюжетом не надо следить особо внимательно, в отличие от противоречивого главного героя, который очень боится смерти (это видно из его первого сна, когда он увидел себя в гробу и ужаснулся от этого), но вместе с тем он говорит, что его в этом мире ничего не держит и вряд ли в ближайшее время появится то стоящее, на что необходимо посмотреть. Также кроме главного героя мы видим жену его сына — тоже очень интересную натуру. Она не любит и недовольна стариком, с которым временно живет, но вместе с тем она может открыть свою душу только ему. Это же ведь даже представить сложно, насколько у нее болит душа, что она готова поделиться самым сокровенным с человеком, которого, мягко говоря, не очень любит. Хотя старик, как окажется, сыграет очень важную роль в ее дальнейшей жизни. Еще очень интересно посмотреть за тремя молодыми людьми, которые путешествует вместе со стариком и его невесткой. Это два парня и девушка: парни влюблены в молодую девушку, и она этим пользуется и постоянно говорит, что не может кого-то обидеть или выделить среди них, а парни, между делом, выясняют взаимоотношения между собой из-за девушки, причем всегда из-за всякой ерунды, скрывая истинную причину своих споров.

    В фильме, помимо ярко показанной всей многогранности гаммы человеческих взаимоотношений, преобладают разговоры о жизни, о смерти, о детях, о судьбе, о финале человеческой жизни… Ну и фильм не был бы такой гениальный, если бы не великолепно поставленные и запоминающиеся сцены, такие как первый сон доктора, второй сон, сцена диалога с помощью зеркала и, конечно же, великолепный финал.

    Гениальный фильм! Теперь я точно знаю, что Бергман гений.

    «Я считаю, что Бергман единственный современный гений в кинематографе» (с) Вуди Аллен, фильм «Манхэттен»

    14 марта 2010 | 10:05

    «Поляна» смотрится не столь впечатляюще как то же «Молчание» (у Бергман видел только его) и вообще сам по себе. В нем нет напряженности, картина не излучает чего-то плотного, что ввергло бы в размышления над происходящим, более того в «Земляничной поляне» все лежит на поверхности, даже самое ненужное произносится, мысли свои герои не таят, постоянно разговаривают. Картина чересчур коммуникативная в отличии от «Молчания», где зритель больше чувствует и догадывается, чем слышит и понимает. И это могло бы и не дать проигрыша, если бы сценарий был интереснее, и не столь прямым, как это итак воспринимается большинством зрителей. «Поляна» более временнАя картина, она больше подходит для ориентации на возрастную группу, вышел ты из этой группы и все, уже менее интересно смотреть.

    Проблема «Земляничной поляны» в том, что сюжет слишком тривиален, все сплошь состоит из стандартов — вот мы видим недовольного всеми старичка, сидящего в раздумьях за столом, вот он начинает задаваться вопросом почему он стал столь нелюдим, вот он отправляется с невесткой на церемонию награждения, ну а дальше по накатанной ему встречаются люди, помогающие осознать собственные ошибки, оплошности, невестка произносит невероятно мудрые (говорю без издевки!) слова о том, что «вот он старый и взрослый, а что с того, ничего он так и не понял за свою жизнь, ничему не научился». Возраст, как говорится, не показатель…

    Режиссер слабо связывает основную мысль с еще одной линией главного героя — его детства. Старичок (мило так его называем) почти в самом начале своего приключения заезжает в дом, где провел ранние годы, и в галлюцинациях, естественно, видит всю семью, кроме…себя. Понятно, что это связано отчасти с тем, каким нелюдимым человеком он стал, но почему тема не развивается не ясно. В итоге и получается довольно скучная картина, внешне исследовательская, слишком старая как по времени, так и по идее и ее реализации, но вместе с тем с Бергмановской мистикой и тяжеловесностью. Каждому свое… По мне так слишком простая.

    10 ноября 2007 | 17:33

    Как это часто со мной бывает при встрече с по-настоящему замечательным и при том очень цельным произведением, я теряюсь, и не знаю, что сказать о нём.

    Пожилой врач Исаак Борг — вдовец, живущий лишь в обществе своей экономки и, кажется, даже гордящийся своей нелюдимостью, — впервые за, очевидно, долгое время покидает дом, чтоб получить почётную награду за выслугу лет. Сам этот путь, осознание собственного возраста, встречи в пути и, конечно, посещение проездом памятных мест из прошлого заставляют его переоценить собственную жизнь. Переоценить неутешительным образом, хоть в финале «папаша Исаак» и примиряется с собой и миром.

    В сущности, дорога составляет лишь необходимый фон, ту перспективу, из которой мы смотрим назад. на жизнь Исаака, а главное действие — это его сны-воспоминания. Только как много в них воспоминаний?.. Большинство увиденных нами сцен Исаак в реальности не наблюдал и наблюдать не мог — а учитывая такой общий контекст, у меня есть сомнения и по поводу измены жены, за которой Исаак якобы издали наблюдал. Его сны проникнуты двумя темами: во-первых, это сожаление о бездарно прожитой жизни, о собственном одиночестве, воспоминания как каталог потерь, неудач и ошибок (которые Исаак, как он чувствует, продолжает повторять); во-вторых, это навязчивое самооправдание — женщины, которых Исаак потерял, одна за другой обличают собственную слабость и порочность и объясняют измены ему тем, что Исаак слишком замечательный человек, слишком хорош для них… И всё — не ему, в его отсутствие, что придаёт этим словам особую весомость. Я убеждён, что речь идёт не о воспоминаниях, а о фантазиях — собственно, обращённая в прошлое часть снов призвана уравновесить сами сны, пророчащие Исааку бессмысленную смерть в одиночестве.

    При этом ничего уникального в Исааке нет, он не расплачивается за какие-то необычайные ошибки, его жизнь, в сущности, банальна. Все прочие персонажи — создающие ту самую перспективу — при всём разнообразии манер, взглядов и жизненных обстоятельств тоже только и делают, что перекладывают ответственность за свою жизненную неудовлетворённость на ближних, избегают решительных шагов или погружаются в сожаления и жалость к себе.

    Пожалуй, это и позволяет фильму одновременно быть тёплым, как майский день, и очень страшным.

    Снята «Земляничная поляна» замечательно. Сцены сна действительно потрясающе похожи на сон — сценарий, ритм, переходы, идеальный баланс деталей и условности… Вне этих сцен — изящная простота. Все актёры прекрасны — особенно, конечно, Виктор Шёстрём.

    Великолепный фильм.

    22 марта 2014 | 20:38

    Этот знаменитый фильм Ингмара Бергмана, наполненный всевозможными метафорами, которые разбросаны по фильму, как ягоды по поляне, рассказывает об одном дне в жизни профессора медицины Исаака Борга.

    Старый профессор, чье имя означает «холодная крепость», собирается на церемонию вручения ему почетной степени за пятидесятилетие выдающейся медицинской практики.

    Однако, страшный сон, наполненный символами смерти, который снится профессору ранним утром, заставляет его изменить запланированный перелет и отправиться в путешествие на машине, чтобы еще раз посетить знакомые места и дом матери. Вместе с ним едет его невестка Марианна.

    Она почтительно, но честно рассказывает профессору о его недостатках — эгоизме, черствости, неумение слышать и понять других людей, даже самых близких. Эти слова служат катализатором для того, чтобы всерьез задуматься и переосмыслить всю свою жизнь.

    И далее из грез Исаака Борга, его встреч и разговоров с другими людьми мы вместе с главным героем раскрываем его характер, а также оцениваем весь его жизненный путь.

    В пути они встречают трех молодых людей, путешествующих автостопом, в том числе Сару, похожую как две капли воды на кузину, которую когда-то любил профессор, и которая, так же как современная Сара, стояла перед нелегким выбором между двух молодых людей.

    Знакомые места также будят в нем воспоминания. С горькой ностальгией он видит сцену на земляничной поляне, которая объясняет ему, почему его любимая в итоге предпочла ему родного брата профессора, искреннего, чуткого и не боящегося признаться женщине в своих достоинствах и недостатках.

    Холодная одинокая мать Борга, словно уже погруженная в небытие, где у часов нет стрелок, напоминает ему о преемственности семейных пороков и ощущения смерти при жизни, которые помимо воли наследуются детьми. И вот уже ссорящаяся семейная пара напоминает профессору о возможной судьбе его сына и Марианны, чей брак может стать таким же несчастным, если немедленно не предпринять усилия.

    Сонмище снов завершает экзекуция на экзамене, где профессор проваливает как теоретическую часть, так и «практическую», еще раз видя сцену измены своей давно умершей жены. И хотя в реальности он почтенный и уважаемый человек, он с горечью понимает, как много потерял в своей жизни и насколько счастливее мог бы быть. Так к нему приходит несколько позднее раскаяние.

    Смысл фильма можно было бы свести к замечательной фразе Ремарка: «когда мы действительно что-то начнем понимать, мы уже слишком стары, чтобы приложить это к жизни», но старый профессор, пережив и осознав для себя в этот день очень многое, встречается со своим сыном Эвальдом, которому словно передает внезапно открывшуюся мудрость. Слова профессора могут сохранить брак сына и прервать цепочку равнодушия и черствости, которые передавалась из поколения в поколение в его семье.

    Поэтому конец фильма очень светел, оптимистичен, человеколюбив. Земляничная поляна переносит профессора в детство. Она наполнена светом и любовью. Счастлив тот, у кого есть такие воспоминания.

    10 из 10

    24 декабря 2009 | 19:09

    У меня нет слов просто. Этот фильм по сути прост и нарочито «не зануден». Но в то же время это очень глубокая картина, практически философская притча о важных частичках человеческой жизни. Конечно основной мотив лежит в размышлениях о произошедшем в жизни на склоне лет, но тем не менее. Огромное количеств будоражащих мыслей возникает и с пересечением образов отцов и детей, ворчливой старости и беспокойной молодости. Любви, которая может как придавать новый смысл жизни, так и наталкиваться на неразрешимые препятствия. О смятении перед встречей со смертью. О потерянном смысле существования. О разочаровании. О Боге и человеке. Об утерянном счастье. О сознательном одиночестве и эгоизме. О невозможности изменить прошлое.

    Гениальный Бергман уместил целый философский трактат в каких-то полутора часах одного фильма. За кажущейся банальной историей пожилого врача, блуждающего в воспоминаниях и при этом чуждого ностальгии, скрывается бег мыслей о всем течении жизни. Встреченные им люди, их судьбы, произошедшие события — все сплетается в неспешном ритме вдумчивых размышлений и воспоминаний главного героя. А земляничная поляна — образ практически забытых, а то и сознательно загнанных поглубже в себя дум о времени, когда ты был другим. Нет, не старческое брюзжание, а озарение о позорно утерянных чувствах любви и признательности, теплоты и понимания. В этом смысле фильм несет высокую мораль о том, что человек несет в себе положительное начало, но часто оно теряется за увлеченностью собственным внутренним миром.

    10 из 10

    Хотя я бы поставил даже 15. Если такое кино существует, значит кинематограф стал не только фабрикой грез, но и властелином умов и сердец человеческих. В общем такое кино нужно видеть, а не бесполезно пытаться объяснять примитивными словами его великолепие.

    3 декабря 2011 | 00:26

    Ингмар Бергман. Великий режиссер, мистификатор, психолог, философ, мифотворец и не в последнюю очередь блистательный рассказчик и сценарист. На самом деле даже трудно сразу определить, что лучше — фильм Бергмана или его литературная основа. Есть один хороший способ лучше понять этого непростого художника — сначала читать сценарии его фильмов (огромное количество которых активно переводилось на русский еще в СССР), а потом смотреть сами фильмы. Убежден, что всякий текст режиссера можно расценивать как абсолютно автономное, самодостаточное и способное дать фору многим именитым повестям и романам, литературное произведение. Когда его читаешь словно смотришь фильм, который режиссировал самолично, но не где-нибудь, а на строго обозначенной киноплощадке, т. е. в голове самого Бергмана. Он так искусно и фундаментально строит сценарий (или, как он сам его называет «нотопись»), что все неточности, недомолвки, сжатые описательные характеристики только усиливают эффект и разжигают воображение.

    Любая его история до крайности философична и многогранна, именно поэтому она не может быть выражена в абстрактных понятиях или стройной онтологической системе, но зиждется на метафорических символах, антиномических образах персонажей и их необъяснимых душевных противоречиях. Как можно объяснить всю тщету и скудость человеческого существования, радикальный недостаток любви и чувственности бытия, сухость и черствость душевных переживаний, которые никогда, НИКОГДА не покидают строго очерченного круга собственного «Я»? Как же беден и недостаточен наш хваленый рефлексирующий аппарат, если мы не можем передать словами даже простейших эмоций, а что уж говорить о глубинных, личностных переживаниях, затрагивающих все существо в целом.

    Прославленный профессор и ученый врач Исаак Борг (И. Б…знакомые инициалы!) накануне вручения почетной докторской степени неожиданно ощущает, что вся его личность начинает трансформироваться под влиянием нахлынувших воспоминаний и невероятно ярких и живых сновидений. Он переосмысливает свою жизнь… Вглядывается в прошлое. Счастливая пора детства. Огромная семья, родители, дядя, тетка и десять человек детей, среди которых Исаак самый прилежный и послушный. Жаль, что девочки любят таких только платонически, а судьбу свою связывают с наглыми сорванцами и «грязными негодяями», наподобие его брата Сигфрида, за которого вышла замуж его первая (и, как окажется впоследствии) единственная настоящая любовь — двоюродная кузина Сара, нарожавшая непутевому мужу аж шестерых детей. У Исака все сложилось куда как более скромно.

    Он женился на симпатичной девушке Карин, медленно, но верно взбирался вверх по служебной лестнице. Брак их не был счастливым, но и несчастным назвать его язык не поворачивается. Скорее он напоминал исполнение долга, учтивое обязательство. Жена начала изменять. Но Исаак прощал…Вот до чего он был равнодушен. Вскоре у супругов родился сын — Эвальд, которому отец дал сухую отеческую заботу, хорошее образование и первый капитал. А любовь, душевность, духовное взаимопонимание всегда оставались где-то за кадром и не принимались «в расчет». Все это привело к пагубным последствиям — Эвальд, несмотря на внешнее благополучие, хороший социальный статус и красавицу жену, придерживается радикально пессимистических воззрений на жизнь, запрещая супруге заводить детей и мечтая поскорее покинуть этот свет.

    Все это Исак неожиданно узнает от самой снохи, которая сопровождает профессора на торжественное вручение премии. По дороге они подбирают трех молодых, пышущих радостью и оптимизмом попутчиков. Наблюдая за горячими спорами, азартом и жаждой жизни молодых людей, он все больше начинает прозревать пустоту и мрак своих прожитых лет, впервые ему удается взглянуть на себя со стороны и сознать черствость, грубость и мертвенность собственной души. Всю жизнь наблюдая за атомами и бактериями, он и сам стал бактерией, абсолютно одиноким атомом в бесконечном, хаотическом пространстве. Как же космически далеки все живущие, родственники, друзья, сын, которому нечего сказать, девяностолетняя мать, пережившая всех детей, кроме Исака или сноха, презирающая свекра как личного врага. Что остается? Только тихая ночь, да теплые воспоминания о сладкой, нежной землянике из невинных и чистых рук маленькой Сары.

    «Земляничная поляна», в отличие от более поздних работ мастера тяготеет к сюрреалистическому стилю, смешению правды и вымысла, сна и действительности, воспоминаний и реальности. Центральную роль в картине играют именно, крепко связанные друг с другом, сны и воспоминания профессора, эмоциональный контраст которых резко меняется от животного ужаса, адского кошмара (сны) до очищающего света, неземной благодати (воспоминания). Душевный узел, завязывавшийся в течении десятилетий, заваленный кипами ученых книг и сугубо рациональным обывательским существованием причиняет профессору неожиданную боль в самой глубине его существа. Но за что ему себя винить? Он был прилежным ребенком, упорно трудился, воспитал собственного сына. Но проблема гораздо глубже, чем кажется. На мой взгляд, ее в нескольких строчках гениально обрисовал американский поэт Чарльз Буковски, доживший до возраста профессора Борга и утверждавший следующее: «Старость не преступление. Она — стыд за осторожно растраченную жизнь. Среди миллионов осторожно растраченных жизней». Добавить тут нечего.

    Но есть ли у героя хоть какая-то возможность вырваться из цепких лап горестного существования. Бергман считает, что есть. Выход, согласно режиссеру, располагается в нашей способности к творчеству и памяти. Спасение следует искать не в социальном переустройстве, философских системах или научных теориях, а в глубинах собственного духа, самых простых и непосредственных его проявлениях. «Земляничную поляну» можно также считать одной из самых светлых и жизнеутверждающих картин режиссера, чье мировоззрение вскоре окрасилось в самые темные тона.

    Как замечено выше, смотреть Бергмана лучше всего в два этапа — «литературно» и «кинематографично». Несмотря на всю ограниченность технических средств киноиндустрии режиссеру удается так искусно насытить визуальный ряд, что ваше воображение вынуждено будет признать собственное поражение. Во-первых, мастерство маэстро проявляется в работе с актерами, с которыми Бергман любит и умеет работать ("Ты пойми — на актера нельзя давить, его надо на руках носить»). Они отвечают ему тем же, а именно своей блистательной игрой, поэтому Бергман не боится строить целые эпизоды на крупных и длинных планах без всяких склеек в чисто театральной манере. Он абсолютно уверен в своей команде (Биби Андерсон(!), Гуннель Линдблум, Лив Ульман, Макс фон Сюдов, Гуннер Бьорстранд). В данном случае к ним добавился Виктор Шёстрем — икона шведского кинематографа, создатель легендарной «Возницы». Шестрем неописуемо хорош. Он гениально наделяет своего героя «неподъемной метафизической возвышенностью», свойственной людям на грани смерти, с которой сам актер встретился через два года.

    В целом, фильм «Земляничная поляна» особенно замечателен тем, что в форме простой, общечеловеческой истории повествует о многотрудных, порой неразрешимых вопросах бытия, но богатство его идей не выхолащивается до банальных сюжетных репрезентаций, а гармонично сочетается с казалось бы ничем не выделяющимся жизнеописанием престарелого профессора. Этим фильмом Бергман словно доказывает парадоксальную истину о том, что «глубина жизни — в ее простоте».

    13 ноября 2015 | 22:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 360 руб.
    подробнее

    Новости


    20 мая 2010 года в столичном кинотеатре «35mm» стартует первый Фестиваль Норвежского кино. В его рамках будут показаны пять современных картин родом из скандинавской страны и ретроспектива фильмов по произведениям известного писателя Эрленда Лу. Автор лично представит эти ленты московскому зрителю. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Пока звезды только готовятся к открытию 65-го Берлинского кинофестиваля давайте немного посмотрим на истоки Берлинале — одного из старейших и главных европейских киносмотров. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    55.Молчание ягнятThe Silence of the Lambs8.417
    56.Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика8.415
    57.СемьSe7en8.413
    58.Джанго освобожденныйDjango Unchained8.406
    59.Шоу ТруманаThe Truman Show8.404
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Фантастические твари и где они обитаютFantastic Beasts and Where to Find Them94.90%
    12.Чужой: ЗаветAlien: Covenant94.72%
    13.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur94.55%
    14.Кредо убийцыAssassin's Creed94.55%
    15.ИнферноInferno94.30%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    1+1Intouchables526
    5-я волнаThe 5th Wave99
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass24
    ВаркрафтWarcraft79
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War141
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.244
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.890
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.549
    Angry Birds в киноAngry Birds6.547
    Экипаж8.172
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры