всё о любом фильме:

Земляничная поляна

Smultronstället
год
страна
слоган-
режиссерИнгмар Бергман
сценарийИнгмар Бергман
продюсерАллан Экелунд
операторГуннар Фишер
композиторЭрик Нордгрен, Ёте Ловен
художникДжиттан Густафссон, Милли Стрём
монтажОскар Розандер
жанр драма, мелодрама, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время91 мин. / 01:31
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
38 + 2 = 40
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • «Smultronstället» в дословном переводе со шведского означает «Дикий земляничный участок».
    • В Швеции «Земляничная поляна» — жаргонное название психиатрических больниц.
    • Как и многие другие картины Бергмана, эта во многом автобиографическая.
    • Инициалы главного героя «И. Б» (Исаак Борг) тождественны инициалам режиссера и сценариста (Ингмар Бергман).
    • «Strawberry fields» — земляничная поляна. По-другому данное словосочетание можно трактовать, как «отрывок в памяти (воспоминания), связанный с земляникой», что во многом соответствует содержанию фильма.
    • Исполнитель главной роли, Виктор Шёстрём, умер через два года и неделю после выхода фильма.
    • Сценарий к этому фильму Бергман написал, находясь в больнице.
    • Музыка к «Земляничной поляне» была написана Эриком Нордгреном несколькими годами ранее — для фильма Бергмана «Летняя игра» (1951).
    • Найма Вифстранд, сыгравшая мать Исака Борга, в действительности на 11 лет младше исполнителя этой роли Виктора Шёстрёма.
    • еще 6 фактов
    Трейлер 03:33

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Пожалуй, «Земляничная поляна» стала самой прославленной лентой шведского режиссёра Ингмара Бергмана. Хотя сейчас, наверно, трудно поверить в то, что новаторский по средствам кинематографической выразительности (прежде всего — по использованию приёма «внутреннего монолога») фильм о старом профессоре, который на склоне лет подвергает беспощадному и в то же время спасительному для самого себя мысленному суду всю свою жизнь, поставил 39-летний автор. Между прочим, идея этой картины пришла к Бергману в момент вынужденного пребывания в больнице, где людям поневоле приходится задумываться о смерти и, вероятно, заново переоценивать уже пройденный путь. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 55 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Наряду с «Персоной» это один из самых любимых мною фильмов Бергмана.

    Вообще стоит отметить, что режиссера почти все называют классиком, гением и т. д. Не знаю. На мой взгляд, некоторые его работы трудны для восприятия и понимания (например, «Причастие» или «Молчание») современному зрителю. Но «Земляничная поляна» — не тот случай. В ленте отсутствует сложный и запутанный сюжет; идеи и поднятые здесь вопросы актуальны во все времена; плюс ко всему, фильм ни в коем случае не похож на сериальное «мыло», распространившееся в наше время по телевидению. Он очень глубокий и утонченный, трогательный и гуманистический, наполненный позитивными моментами и искренними чувствами.

    Земляничная поляна — место воспоминаний, место перемен в жизни Исаака Борга, место его душевной боли и надежды. Центральная идея картины — семейные ценности. Что есть Любовь, Вера, Брак, Одиночество и пр. — на все это предстоит ответить сквозь призму воспоминаний и в реальной жизни на пути в другой город стареющему доктору, подводящему итог своей жизни. Кадры фильма буквально пропитаны магнетизмом и волшебством: льющийся солнечный свет, пустынный город во сне и многие др. Вот она магия кино!

    Все актеры играют великолепно, душевно и с полной самоотдачей. Браво!

    Вердикт: всем смотреть и смотреть неоднократно. Таких фильмов единицы на миллионы.

    9 из 10

    16 марта 2010 | 18:17

    Фильм просто великолепный, он расказывает о простых вещах, об одиночестве, о долгой жизни человека прошедщего много на своём пути, о его воспоминаниях и снах. О мыслях, правильно ли он провёл свою жизнь, и осознание того, что может не всё нужно было делать так, как это случилось, и хоть и запоздалая, но всё же попытка это исправить.

    Кино оставляет очень светлые чувства после его просмотра.
    Великое произведение, не больше и не меньше. Простое и гениальное.

    29 ноября 2005 | 17:28

    При просмотре Smultronstallet все время не покидало ощущение, что что-то тут не так, что не все так просто в этой мрачной драме. Этот слабо уловимый луч так и остался бы невидимым, если бы я не решил поинтересоваться картиной подробнее. И все стало на свои места.

    Это история о сложной судьбе профессора Исааке, который шел по жизни исключительно своими принципами и со свойственным ему презрением к другим людям. Если окинуть взглядом картину в целом, то может сложиться достаточно противоречивое мнение, поскольку это тот случай, когда перед нами история «обо всем и ни о чем». Но чем внимательнее следишь за душевными терзаниями протагониста, тем ярче и четче приходит понимание, что перед нами не что иное, как суд, где главным судьей и подсудимым в одном лице предстает непосредственно Ингмар Бергман. Да-да, вы не ослышались. Вся история основана на жизни этого именитого режиссера и по сути является автобиографической и все, что произносит закадровый голос, это самые настоящие мысли автора.

    Как только зритель это поймет, ему сразу станет легче воспринимать все происходящее, а переживание за главного героя вырастут в разы. Если начать вспоминать все нюансы, о которых рассказывается в картине, то можно ненароком пересказать весь фильм. Но все же ведущей мыслью явилось то, что автор признал все свои ошибки и в конце своей жизни наплевал на все свои святые принципы. Он наконец-то перестал быть мертвым при жизни. Не знаю как вы, но мне эта история показалась очень близка, а герой чертовски напоминает меня и эта картина стала для меня нечто большим, чем просто фильмом. В ней не место идиотам и недорослям, она заглядывает в вашу душу и проверяет вас на прочность. Она жесткая, но предельно честная и за это ее можно назвать шедевром!

    10 из 10

    24 ноября 2012 | 19:53

    Все нужно делать наиболее простыми путями — но не проще того.

    - A. Эйнштейн

    Фильм сделан очень просто, в нем нет ничего лишнего, что могло бы оторвать зрителя от того тонкого психологического процесса, происходящего на протяжении всего просмотра. Герой, 78-летний профессор из Стокгольма, Исаак Борг, вместе с женой сына едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая места, связанные с прошлым и встречая разных людей, которые помогают ему оживить свои воспоминания, осознать ошибки и успеть их исправить.

    В какой-то момент простая история становится сюрреалистическим скачком в прошлое. Каждый персонаж, встреченный профессором в настоящем, является прообразом старых знакомых из далеких воспоминаний прошлого. Все это очень похоже на принцип «Ленты Мёбиуса», попасть из одной точки ее поверхности в любую другую можно, не пересекая края. И действительно, весь фильм очень четко построен на принципах топологии. Топология изучает место и его возможность. Место, занимая которое, мы что-то можем или не можем; особую последовательность мест, из которой складывается путь. Поездка становится для Борга способом познать себя, своё сознание, свою психику на материале личных впечатлений и переживаний, но не в линейном построении, а по случайным всплескам эмоций и проявлений памяти. И это уже не просто кино, это настоящий психологический роман, с тонким проникновением в сознание человека, точнейшим разбором личности, ее проблем и переживаний, проникновением в такие закоулки сознания, от которых Исаак Борг пытался убежать всю свою жизнь.

    Такие психологические хитросплетения сюжета, с непредсказуемыми путями человека в глубины своей внутренней вселенной, можно наблюдать в гениальных романах Марселя Пруста. Бергман же совершил гениальное творение, показав, как можно с помощью кинематографа соединить настоящие и минувшие события в единую цельную картину.

    4 мая 2011 | 23:10

    Что такое «Земляничная поляна»? Это — укромный уголок, место из детства, в которое снова и снова переносишься в мыслях, надеясь ощутить ту полноту жизни, радость и счастье, которые свойственны детям.

    78-летний профессор Исаак Борг — эгоист, педантичный и скупой на эмоции, отправляется в поездку на вручение почетной докторской степени. Но путь из Стокгольма в Лунд также станет для него дорогой искупления. События, которые произойдут в течение этого одного дня, будут ступеньками на лестнице, по которой предстоит подняться старому профессору.

    Действие фильма начинается с 1-го сна Исаака, в нем он видит пустой город, в котором все является аллегорией: часы без стрелок, человек без лица, растекающийся лужей воды, и, наконец, гроб, а в нем — самого себя. В этом месте нет времени, нет людей, нет и самой жизни: это небытие. Таким образом Бергман с самого начала обозначает главный конфликт фильма — экзистенциальный, проблема смысла жизни и смерти. Можно условно разделить всех героев на тех, кто внутренне мертв, и тех, кто жив. К первым относятся все Борги (Исаак, его мать, и его сын Эвальд), ко вторым — Марианна, обе Сары, Андерс и Виктор. Разочарование в жизни и черствость противопоставляются молодости и жизнелюбию.

    Всю первую половину фильма Исаак Борг меняется неосознанно. Он посещяет дом, в котором провел детство, и его первое погружение в прошлое наполнено яркими и милыми сердцу моментами, он замечает в себе появившуюся сентиментальность и нахлынувшую меланхолию. Встреча с благодарными пациентами и обед в уличном ресторанчике, на котором Исаак шутит и веселится вместе с молодежью, также наполняют его новыми эмоциями. Так он меняется под влиянием положительных для него событий и людей, которые сподвигают его иначе взглянуть на жизнь.

    Началом второй половины фильма можно считать фразу Марианны: «А вот и гроза!» В сцене дома у матери Исаака атмосфера меняется. Зритель видит древнюю старуху, такую же черствую и ледяную, как и ее сын. Почти никто из родственников не навещает ее, и она доживает свои дни в одиночестве. «Я все время мерзну. Почему это? Ты же врач. Особенно здесь, в животе», — одна эта, точно написанная, фраза раскрывает образ миссис Борг: она уже морально мертва. Здесь же снова появляется образ часов без стрелок, и это возвращает нас к первому сну. Мертвый город, в котором время остановилось, — это метафора дома, в котором живет мать Исаака.

    Кульминацией фильма является 2-й сон главного героя. Здесь он начинает ясно осознавать то, от чего отмахивался всю жизнь наяву. Кузина Сара, словно голос совести, просит взглянуть Исаака в зеркало, иными словами взглянуть правде в глаза. Он впервые произносит: «Мне больно». Раненая о гвоздь рука также является символом боли во имя очищения. Унизительный экзамен, который профессор провалил, напоминание об измене жены — эти сцены причиняют страдания, как скальпель, которым вырезают осколки из раны, но в конце концов наступит облегчение. И на склоне лет Исаак Борг смог пересмотреть свою жизнь, осознать старые ошибки и получить возможность их исправить.

    Он просит прощения у своей экономки, с которой был груб много лет, прощает долг сыну, чувствует, что любит и Эвальда, и Марианну, и это взаимно.

    «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана по праву считается одной из лучших лент режиссера. Не перегружая сюжет, он простыми словами говорит о главном.

    В фильме нет ничего лишнего, каждая сцена является логическим продолжением предыдущей, и несмотря на то, что в композиции сюжета преобладает принцип ретроспективы, скачки во времени и реальности не запутывают, а наоборот последовательно раскрывают мысль, заложенную режиссером. Здесь Бергман напомнил мне Лермонтова, который в «Герое нашего времени» так же располагал главы своего романа не в хронологической последовательности, а следуя внутренней логике произведения.

    Говоря об актерской игре, стоит отметить, конечно, Виктора Шёрстрёма, который блестяще передал эмоции своего героя, в кадре мы видим много крупных планов лица Исаака. Остальной же актерский состав является типичным для фильмов Бергмана. С Биби Андерссон, Ингрид Тулин и Гуннаром Бьёрнстрандом он не раз работал на съемочной площадке других своих картин. Постоянно общаясь с Бергманом, эти актеры уже впитали его стиль и мировоззрение, они проникновенно и точно воплотили на экране образы, созданные режиссером.

    Разбросав по всему фильму множество символов и параллелей, Ингмар Бергман создал многослойную, но в то же время простую и лаконичную историю о жизни и смерти, духовном росте и искуплении, детстве и старости души. Эти темы проходят лейтмотивом через все творчество режиссера. К ним он обращается в своих картинах «Седьмая печать», «Персона», «Шепот и крики» и многих других.

    «На самом деле я постоянно живу в своем детстве» И. Бергман.

    10 из 10

    11 июня 2014 | 20:43

    Какой блестящий сценарий! Один из лучших и самых глубоких сценариев, которые я знаю в кино. Ингмар Бергман написал его пока прибывал в больнице, это вероятнее всего было настоящим глубочайшим осмыслением своей жизни. Одна из самых мудрых попыток поиска истины посредством кинематографа, причем истины не только своей жизни, но и целого рода, своего колена, как предков, так и будущего поколения.

    Духовное одиночество — это проклятие гордыни и эгоизма, передающаяся из поколения в поколение, от родителей к детям и так далее (вспомните часы без стрелок из первого сна Борга, эти часы, его мать планировала подарить своему сыну на пятидесятилетний юбилей), избавиться от него можно лишь посредством внутреннего покаяния и искупления, что и происходит с 78-летним профессором, который по ходу всего фильма возвращается в юность, на земляничную поляну, являющаяся своего рода стартом, там где еще есть шанс, где выбор еще не сделан. Но нельзя физически вернуться в прошлое и изменить свою жизнь, сделать другой выбор, вернуться туда можно лишь посредством духовного осмысления, которое и есть суть покаяние.

    Первый сон старика Борга, это олицетворение его нынешнего состояния, ужаса вечного одиночества заблудшей души, в котором родовое проклятие подвластно над ним, этот сон является настоящим прозрением, подтолкнувшим к осмыслению своей жизни и своего прошлого, шанс, который был дан ему подобно Эбенезеру Скруджу Чарльза Диккенса. От сюда старик и начинает поиски истины бытия, то отходя от нее, то вновь приближаясь, блуждая в недрах своего сознания на грани сумасшествия, еще моя бабушка любит говорить, старые люди, которые сошли с ума на старости лет, это те, кто в конце своего пути, не сумел найти Бога в себе. Я с ней согласен.

    Тем и важен последний сон, который через предшествующее осмысление, приносит покой и безмятежность в душу Борга. Ознаменуя победу своей души, снявшей с себя наследственное проклятие и нашедшей покой.

    Но что является искомой причиной покаяния? Не высшее ли бытие? Тут Бергман, мудро остается максимально кинематографически нейтрален, лишь намекая, по средством гвоздя возле двери, ранившим руку старика во втором сне, что олицетворяет распятие и страдание Христа, как главный символ покаяния и искупления. Бергман намекает, на то, что не смотря на воспитание, которое он получает и наследственное духовное заблуждение, человек ответственен только за свои грехи, так же как и возможность прийти к истине дело его собственных рук.

    Но Бергман заходит еще дальше, он едва заметно по ходу фильма раскрывает принцип существования противоположности во всем, как:

    покаяние и осмысление противоположны эгоизму и гордыни

    похоть — чистоте и нравственности

    зазнавшаяся ученая напыщенность — истинной мудрости

    семья и близкие противоположны одиночеству и т. д. во всем остальном, это лишь маленькие примеры, которые использует Бергман, раскидывая их по ходу фильма.

    Можно еще очень много писать, но гениальностью и полноты мудрости сценария, можно только восхищаться, ничего подобного я в кино еще не встречал.

    Все это делает Земляничную Поляну, по моему мнению, одним из самых глубоких и мудрых фильмов, в истории мирового кинематографа.

    10 из 10

    26 мая 2010 | 22:22

    Как говорит одна французская реклама: «фильмы делают, для того что бы их смотреть», но далеко не все фильмы стоят нашего времени. «Земляничная поляна» — классика. Кино о жизни, о её начале и о её конце. О том, что она одна и о том, что она не может быть совершенна. Об одном конкретном человеке и о каждом из нас. Осознание, без единого ответа на множество вопросов…

    Смотрите хорошее кино. Конечно:

    10 из 10

    23 января 2009 | 11:03

    Наверное, у каждого человека есть своя «земляничная поляна»: место, куда он раз за разом возвращается мысленно, предается воспоминаниям, размышляет о пройденном, пережитом, том, чего уже не изменить. Вот и доктор Исаак Борг, совершая свой маленький вояж, не может не погрузиться в свое прошлое, проезжая знакомые места, он видит, как оживают герои его прошлого, герои его памяти, люди, которых уже давно нет рядом, но которые оставили свой след в его сердце.

    И это небольшое путешествие полностью меняет доктора: прежде достаточно эгоистичный и отстраняющийся от проблем других людей, даже близких ему, он переосмысливает свои ценности и установки: готов выслушать сына, проявляет небезразличие к его судьбе, даже предлагает старой экономке «перейти на ты», словом «очеловечивается». И к концу картины перед нами предстает уже другой человек: он искренне любит и заботится, он готов сломать свою скорлупу и разрушить стены и барьеры, которые так долго и старательно возводил. В этом главная заслуга его невестки — Марианны, — и группы молодых людей, которые стали их попутчиками, — они заставили доктора снова поверить людям, поверить в людей. Возможно, забыть боль, причиненную в прошлом, очистить свою земляничную поляну от обид, которые он таил долго и глубоко.

    Маэстро Бергман потрясающе продемонстрировал нам эту «эволюцию» в своей спокойной и размеренной картине. Впрочем, ее нельзя назвать скучной или унылой: оживление приносят сначала «молодежь» и их споры о религии, а затем и супружеская пара, которая полностью поглощена внутренним конфликтом.

    Особенно хочется отметить, безусловно, выдающуюся роль Виктора Шёстрёма. Он сыграл невероятно тонко и проникновенно.

    Словом, обязательно к просмотру для всех ценителей хорошего кино.

    10 из 10

    6 февраля 2012 | 01:56

    Юная девушка объявляет 78-летнему старику, что он ее избранник и исполняет ему под окном вечером серенаду. Что это? Злая шутка? Я так не думаю. Неловкое выражение благодарности, симпатии? Очень может быть. А может … и не быть. Сын, единственный сын, ропщет на судьбу, заявляя при старике, «выбившемся в люди» из многодетной семьи, что он разочарован в жизни и не желает иметь детей. Этот же сын оскорбительно пытается выплатить денежный долг, великодушно прощенный ему отцом, что выражает высокомерное желание быть от него независимым. Его жена ищет приюта у отца мужа, стесняя человека преклонных лет, и разражаясь громом обвинений в его адрес в черствости, эгоизме и, бездомная, уверяет, что жалеет его. Двое юношей в обществе очаровательной девушки устраивают потасовку на религиозную тему. Мать старика заявляет, что она абсолютно одинока, имея 10 детей и 20 внуков…

    Все это элементы абсурдистской пьесы, выражающие нелепость нашего бытия. Так что итог подводит рассуждение профессора Борга о том, что он отказывается глупо обсуждать поступки других людей и с головой погружается в науку.

    Фильм об этом — фильм о профессоре Борге и о Знании. Знания, компетентность, профессионализм — вот то, ради чего стоит жить. В другом фильме Ингмара Бергмана «Седьмая печать» Смерть заявляет о себе, что она сама по себе есть незнание. Стремитесь от незнания к знанию, к компетентности, ибо все остальное — люди, психология, их жизненные метания, их выяснение отношений между собой, — не поддается трезвому осмыслению, абсурдны. Вряд ли можно счесть себя умным человеком, не выделившись из среды вечной и бессмысленной борьбы за существование в область иного — науки, единственно достойной того, чтобы посвятить ей свою жизнь. И, более того, единственного чудодейственного средства от самой страшной болезни — одиночества. Никто не поймет тебя в твоей «психологии», сколь бы фанатично не верил ты в свою правоту, только в профессиональной области можно рассчитывать на признание твоих заслуг, на круг общения, на то, что не останешься одиноким.

    Так что все было бы ясно, если бы не сны профессора. Согласно Фрейду сны выражают подсознательные желания человека и, думаю, Бергман именно с этой целью разговаривает с нами о снах старца. Расхожий, общепринятый рационализм состоит в двух в сущности положениях, которые гласят: «мыслю, следовательно существую» и «мыслить, значит познавать причины вещей и поступков». Существо человека таким образом состоит в том, чтобы знать о происходящем. Так вот мечтательный сон профессора о … признании его некомпетентным, представляет собой яркий парадокс такого странного режиссера, как Ингмар Бергман. Профессор — знаток, а хочет … не знать, хочет быть … некомпетентным. Хочет — чтобы мир остался загадкой для него и сам бы он был загадкой для этого мира. Так что фильм Бергмана о знании и … о воле к незнанию, о воле к иррациональному существованию. Профессор мечтает — о судьбе проходимца.

    Сложный, парадоксальный фильм с неординарной кульминацией режиссера-иррационалиста, который можно понять. Понять можно боязнь пошлого рационализма и веру в чудо. Любимые герои Бергмана верят в чудеса, видения, призраков и не любят «пошлый», «марионеточный» рационализм. И эту любовь к чудодейственному воспевает иррационалист и оккультист Ингмар Бергман, намеренный поселить в нас веру в чудеса и, возможно, в чьем-то случае он добьется успеха — этот маг, факир, оккультист Ингмар Бергман. Я думаю он бы гордился обвинениями в шарлатанстве.

    Фильм о враче с сердцем шарлатана и это жутковатый диагноз, поставленный нашей цивилизации.

    Врач — олицетворение прогресса и он хочет и не хочет его, хочет «через не хочу». На мой взгляд это очень религиозный фильм религиозного автора, призывающий более заботиться о душе, нежели грезить о светлом будущем человечества на земле. Идея богоизбранности ближе профессору, нежели репутация прогрессивного человека, выше признаваемых людьми заслуг. Общество Господа важнее общества почитающих тебя людей и Борг мечтает … об одиночестве.

    Еще он мечтает о том, чтобы его жена оказалась шлюхой…

    В общем, этот ответственный, почтенный старец мечтает быть благодушным бездельником и вызывает к себе большие симпатии. Весь вопрос в том, что мешает ему жить в соответствии со своими мечтами? И что мешает нам быть оболтусами с женами-шлюхами? И, вообще, почему мы не сутенеры? Почтенный профессор Борг во сне сам себе вцепливается в горло… Не нужны ему никакие почести и никакой прогресс. И это … понятно.

    2 мая 2011 | 17:39

    Старый профессор по имени Исаак Борг отправляется в городок Лунд, где состоится торжественная церемония присуждения ему почетного звания в честь 50-летней врачебной практики. В начале фильма Исаак предстает перед зрителем несколько эгоистичным, одиноким стариком-педантом: входит без стука в комнату к своей экономке, не прощает долг единственному сыну. Одна его фраза: «Душевные страдания человека меня не касаются, так что не ищи у меня сочувствия», сказанная невестке, стоит целой страницы характеристик.

    Накануне поездки профессору снится сон о собственной смерти, который ввергает его в дрожь, впервые заставляет задуматься о «вечных» вопросах. Исаак даже меняет маршрут своего следования в Лунд, заезжает по дороге в те места, где проходила его жизнь, и, «воскрешая» из памяти лица и ключевые события прошлых лет, переосмысливает весь свой путь, внутренне примиряется со всем и всеми, сам преображается…

    Таков на первый взгляд незамысловатый сюжет одного из самых знаменитых фильмов шведского режиссера Ингмара Бергмана «Земляничная поляна» (Smultronstallet, 1957). Картина удостоена многих престижных премий, это уже полноправная «классика». Черно-белый фильм пятидесятых годов прошлого века дышит ароматами и переливается яркими красками — настолько художественно тонко и реалистично он сделан. Кажется, что с экрана веет ароматом земляники, которую собирает кузина Исаака Сара.

    Кстати, о землянике. В фильме много символов, а земляника — один из них. Именно земляничная поляна стала первой в ряду воспоминаний-переосмыслений профессора. Это своеобразный символ юности, начала, когда «все еще могло быть иначе». Но одновременно это и отправная точка, с которой Исаак начал замыкаться в себе, перестал доверять людям, изгнал из души всякое переживание — ведь на этой самой поляне состоялся разговор его невесты Сары с его братом Зигфридом, после которого Исаак начал терять Сару.

    Из снов и воспоминаний Исаака зритель видит, каким постепенно становится Исаак, закрывшись для всех и всего. В последнем сне-экзамене профессору выносится приговор: «Ты так много учился, а в итоге всем твоим знаниям грош цена». Грустный приговор, грустная жизнь. Впрочем, Исаак не одинок в этом. Ингмар Бергман показал нам три поколения, три одинаково бессмысленных и беспросветных жизни — Исаака, его матери и его сына. Замкнувшиеся на себе, закрытые переменам, новым встречам, простому человеческому общению, живущие одним умом, но не сердцем — эти люди страдают и мучаются.

    В своем дневнике прот. Александр Шмеман, вероятно, тоже подводивший итоги своей жизни и выражая свой собственный опыт, написал по этому поводу: «Страшная ошибка современного человека: отождествление жизни с действием, мыслью и т. д. и уже почти полная неспособность жить, то есть ощущать, воспринимать, «жить» жизнь как безостановочный дар. Идти на вокзал под мелким, уже весенним дождем, видеть, ощущать, осознавать передвижение солнечного луча по стене — это не только «тоже» событие, это и есть сама реальность жизни. Не условие для действия и для мысли, не их безразличный фон, а то, в сущности, ради чего (чтобы оно было, ощущалось, «жилось») и стоит действовать и мыслить. И это так потому, что только в этом дает нам Себя ощутить и Бог, а не в действии и не в мысли. И вот почему прав Жульен Грин: «Все там, все иное», «Правда только в качании веток на фоне неба» и т. д.»

    Бергман «лечит» главного героя с помощью ближних: его доброй и мудрой невестки, веселых молодых людей, встреченных по дороге. С ними профессор впервые после многих лет ощущает бесконечную важность и бесценность человеческого тепла, участия, любви. Исаак отпускает прошлое, принимает сердцем (не умом!) настоящее, перестает бояться будущего, т. к. вся жизнь для него восстановилась, соединилась в одну цельную картину, собралась для вечности…

    Может быть, я не до конца поняла режиссера или не так, как он что-либо трактую: в фильме, таком простом и воздушном на первый взгляд, много слоев, подтекста, символов. Он лишен морализаторства, не делит всех на правых и виноватых, не насилует зрителя, лишь давая ему почву для размышления, и в этом его особая прелесть.

    19 ноября 2012 | 02:02

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>