всё о любом фильме:

Любовь

Amour
год
страна
слоган«Испытание чувств на закате жизни»
режиссерМихаэль Ханеке
сценарийМихаэль Ханеке
продюсерМихаэль Андре, Штефан Арндт, Алис Жирар, ...
операторДариус Хонджи
композитор-
художникЖан-Венсан Пюзо, Катрин Летерье, Сюзанна Ханеке, ...
монтажНадин Мьюз, Моника Вилли
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  706.9 тыс.,    Германия  251 тыс.,    Испания  166 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время127 мин. / 02:07
Жорж и Анна прожили вместе всю жизнь, рука об руку, постоянно заботясь друг о друге. Сейчас им за восемьдесят. Анна заболевает и ее жизнь начинает постепенно угасать: сначала отключается память, потом отказывается подчиняться тело, наступает паралич. Жорж пытается нанять сиделок, но с горечью понимает, что не может требовать от них душевной теплоты и искренности чувств. Оставив преподавание в консерватории, он всецело посвящает себя заботам о жене. Мужчина не может представить любимую в доме престарелых, о котором настаивает их взрослая дочь, время от времени навещающая родителей. Эти визиты — настоящее испытание для семьи, жизнь которой, казалось бы, протекла в гармонии и любви…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.90 (66 760)
ожидание: 82% (2079)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
182 + 13 = 195
8.7
в России
93%
26 + 2 = 28
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 65863 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Надо бы сказать, что аннотация на кинопоиске уж слишком не завуалированно приторная и амурная, не соответствующая действительности. Фильм «Любовь» вовсе не слезливо-печальный фильм о старении бок, о бок двух «голубков», а о бытовой реальности, без какой-либо американской сути. Старость, пожалуй, лучшая проверка на отношения. «Мы с Анной много прошли вместе, но такого нам переживать не приходилось» — то самое говорит главный герой фильма еще в самом начале повествования. Судить: прошел ли эту проверку главный герой или нет можно лишь посмотрев фильм.

    Фильм Михаэля Ханеке рассказывает самую будничную часть жизни пожилых супругов. Нет тут и безумных любовных признаний двух стариков, которые катаются перед смертью по морскому побережью на инвалидных колясках с сигарами в зубах, а позже задыхаются одновременно друг с другом в одну долю секунды на закате. В этом фильме нет тысячи штампов. Герои не сидят, вспоминая свое любовное прошлое, не собирают всех с семейного древа на собрании под темой: «мы с вашим папой в макдональдсе познакомились и ляля». Есть лишь незаметные детали, легкие намеки. Страдания и боль не показаны явно, ведь даже родная дочь героев плачет, увидев больную мать, повернувшись спиной к окну. Тут лишь скучные, серые будни в виде описанных наволочек, блевотины, грязного белья и бессонных ночей с беспомощным стоном «мама» в ушах. И, пожалуй, это куда более трогательное доказательство любви, чем тысячи розовых лепестков на постели умирающей и списка исполненных перед смертью желаний. Как в фильме Ханеке — так именно умирают люди. Бессильно, устало и безнадежно. Именно так живут старые, пожилые люди: однообразно и скучно. И сама любовь и есть та способность терпеть это однообразие и иметь силы заботиться и почитать, сдерживать обещания и быть сильным. Конечно, привыкший к иным фильмам о любви зритель может подумать, что фильм слишком сух, но сух он потому что не содержит ни грамма лжи. По сути тут нет и драматизма. Чрезмерного, американского во всяком случае.

    Нужного эмоционального глотка зритель получает как по мне в двух сценах этого фильма и лучшая из них это когда Джорджес прогоняет нерадивую сиделку своей жены. Сцена сопутствующая этому, да и эта сцена тоже не имеет каких-то четких акцентов. Зрителю дано самому расставить эти акценты, самому оценить что важно, а что нет и отбросить лишнее.

    Два главных героя, из-за которых фильм и назван «любовь» абсолютно упрямы, тверды и сильны, но и у них, как и любого другого человека однажды перестает хватать сил любить жизнь. В их игре кажется нет никакой такой изюминки из-за которой по традиции номинируют на золотую статуэтку, но, все же, вглядевшись ты понимаешь — сыграно идеально. Соответствующе обстановке и атмосфере фильма. Много ли вы видели стариков, которые постигая такое горе, ярко проявляют свои эмоции. Они тихо угасают, как свечи, истекающие жидким, горячим воском. Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива несомненно передали именно таких стариков, отчаянно и тихо доживающих свои жизни.

    «Любовь» — кино которое надо не смотреть, а в которое надо вглядываться. Режиссер тут сам не решает и сам никого не судит. С реалистичной точностью, прямотой он выдает вам историю, на которую каждый действительно вправе взглянуть по-своему. Во всяком случае, сказать — верится или нет и получилось ли возможным разглядеть среди этой серой и однотонной правды что-либо важное для себя.

    «Любовь» говорит нам о том, что все умирают одинаково. По сути — одинаково. И не важно где бы вы не находились, в какой стране бы не родились. Однако наверняка российский зритель не сможет сполна посочувствовать героям Ханеке. Конечно за это его не осудишь, но если бы подобное кино было снято о пенсионерах из России, то русский зритель вероятно проникся бы с большей печалью. Хотя по сути разница между нашими и их людьми — финансовое благополучие. Это не совсем есть суть. Перед смертью и те и другие сталкиваются с забытьём и эгоизмом родных, жаждущих спихнуть со своих плеч умирающих родных, хочется верить, что и те и другие получают хоть мизерную помощь. Ни кто, даже платящий 800 евро только за сиделку не застрахован от груза одиночества. Перед лицом смерти нужно надеется лишь на себя и на самого близкого человека. Больше — на себя. А если ближний рядом, то будет на смертном одре меньше душевных страданий.

    В жизни нужно найти именно такую любовь.

    Вопрос еще в том: заслуженно ли получила картина «Оскара»? Ответ очевиден. Не каждый день снимают такие буднично-правдивые фильмы, такие фильмы, которые сразу после просмотра не выкинешь из головы. «Любовь», какое бы впечатление не произвела быстро не забудется. Хорошо ли это или плохо — решать зрителю, современному, придирчивому и вскормленному неоднократно упоминавшийся здесь Америкой зрителю. Хотя очень наивно ожидать от фильма призера каннского фестиваля фильм «легкий на подъем».

    4 ноября 2013 | 00:14

    Начинаешь смотреть этот фильм с позитивной ноты, ведь он о любви, а на экране мы видим пожилую семейную пару, которая прожила длинную чудесную жизнь. Именно это и дает надежду, дает мотивацию искать свою половинку и жить долго и счастливо.

    Но спустя минут двадцать просмотра меня начала охватывать грусть. Любовь любовью, но некоторые моменты начали пугать. Все так жизненно и реалистично, все как в жизни. Спустя час фильм привел в полное угнетение. И даже не смотря на то, что эта самая ее любовь всегда рядом, ее муж не отказался от нее, не сдал ее в приют, и ты начинаешь сочувствовать ей, а его жалеть.

    Режиссер снял не мелодраму, как написано. Это даже не фильм. Это жизнь. Это ужас, ужас любви. Это то, чем все мы закончим с любовью или нет, но всех нас ждет старость. Всех нас ждет осознание того, что вот она жизнь, которая осталась на фото в наших альбомах, и в нашей памяти.

    Фильм вызвал бурю эмоций. Грустных, жутких. Страх и слезы переполняют перед осознанием нашего будущего после просмотра фильма. Первое впечатление после просмотра было отрицательное. Осуждение по отношению к главному герою, но потом буквально сразу пришло понимание. Он и так слишком долго любил, до самой смерти.

    Мы привыкли, что слово Любовь ассоциируется у нас с молодостью, глупостью, безрассудством, свадьбой, детьми, семьей и хэппи эндом. Но что же бывает в конце? Что происходит тогда, когда люди стареют, заболевают? Каждый из нас об этом узнает из собственной жизни, из грустного опыта и уже не поделиться так, как делает это режиссер данной картины. Он ведь по сути, ничего нового не показал, не открыл новую планету. Он всего лишь дал понятию Любовь совершенно новое понимание, совершенно новый уровень Любви, взаимопонимания между любящими и естественное окончание.

    Любовь не заканчивается сексом, детьми или титрами. Любовь иногда случается на всю жизнь, перерастая в дружбу, помощь и заботу друг о друге. Одно дело заботиться и любить друг друга пока ты молодой, и совсем другое остаться с любимым человеком в этой страшной ситуации, в которой оказался главный герой. Да разве много таких людей осталось. способных на по-настоящему стоящие поступки? На поступки, достойны истинной ЛЮБВИ? Пока смерть не разлучит…

    6 из 10

    2 декабря 2012 | 01:17

    Как всегда, боюсь всё опошлить словами.

    Мне кажется, многие испытывали сходные с моими чувства при просмотре этого фильма. Если конкретнее — это страх перед старостью. И я не знаю, кому здесь тяжелее: умирающему или тем, кто рядом с умирающим. Знаю лишь, что конец милосерден, а не жесток, и я могу лишь оправдать, хотя таким чувствам оправдания и не требуются. Этот поступок был совершён явно по любви, а не по усталости или надоеданию.

    Признаюсь, вначале мне было скучно. Я ожидала чего-то вроде «Дневника памяти»; надеялась, что будет ретроспектива, покажут молодость, лучшие моменты жизни и всё в этом духе. А Ханеке показал старость. Страшную, выпитую старость, впалые щёки, неловкие казусы по утрам. Этого ли ожидала я? Нет. И мне стало стыдно. И страшно.

    Этот фильм можно характеризовать прежде всего одним словом: нужный. Не признания в любви, и не воздушные шары с прогулками по ночам, а реальность после того, как всё это кончилось, и дети выросли, и наступило одиночество; но к счастью — одиночество вдвоём, отгороженное от мира «разговоров по делам». Дети в стороне, романтика тоже; осталась тихая жизнь с приближающимся и столь очевидным концом.

    Реалистично и милосердно. Тихий фильм, плавно текущие дни, жестокие… нет, слишком реалистичные. Хотя в чём-то и не совсем: далеко не у каждого из нас в последние дни окажется рядом человек, который будет готов держать за руку, рассказывать почти в пустоту детские истории и спасать от бездушного дома престарелых. Спасённая гордость Анны оказалась в руках её мужа, который любил её безумно и готов был превратиться в няньку сам, лишь бы жене не сделали больно.

    Так должна выглядеть любовь на самом деле, если это действительно она.

    18 июня 2013 | 08:38

    Что же такое любовь? Понятие неизвестное даже, если оно известно! Чувство толкает на необъяснимые поступки, которые понимают испытывающие данное великолепное, прекрасное ощущение.

    Люди делают шаг, еще один, затем следующий. Да, они вместе! Как-то я увидела данный фильм и решила, что когда-нибудь посмотрю его. Почему когда-нибудь, а не прямо тогда, если есть интернет? Потому что отнесла его к скучному, малоподвижному фильму. Такая характеристика требует от меня терпения и желания взглянуть на настоящее многих пожилых людей.

    Вечер, 18 мая 2014 года, уже ночь, щелкая каналы на пульте мое внимание привлек фильм, начавшийся, наверное, как с полчаса назад — это «Любовь». Смотря «картину», словно увидела будущее, поддающееся корректировке. Вот одна ошибка, вторая… Они просты, такие же, как большинство других людей: общение, поддержка друг друга, внимание, забота! Но не всегда и эта есть у всех!!!

    Приятно было слышать французский язык в устах каждого из персонажей. В фильме чувствуется тишина, спокойствие, а когда кто-то злится из главных героев или ему не нравится что-то — это не всегда улавливала, думаю, потому что мимика здесь мало выражена. Зато понятно после слова «прости». Также роль дочери, ее актерская игра: не везде понимала, в каких она находится чувствах.

    Во время просмотра фильма моменты скуки у меня возникли, их ощутимость было намного меньше, чем могла быть. В каком-то событии картина заслужила моего уважения. А почему? Ответ всем известен из жизни: они вместе!

    К сожалению, смысл фильма заблудился на пол пути ко мне! Да, что-то понятно, а что-то нет, но конец опечалил меня. История жизни и я рада, что это только фильм, а возможно здесь показ того, что чтобы ни было в твоей жизни, пытайся, старайся оставаться человеком. Нам дан шанс посмотреть со стороны, каково это? Так держите его крепче, а если трудно, пробуйте, проба — это надежда, это еще один шаг, возможно тот, который так необходим!

    21 июля 2014 | 00:20

    Пролог

    Это может произойти с каждым, поэтому так и страшно.

    О чем

    Жорж и Анна — почтенная супружеская пара, преподаватели музыки. Их ученики уже сами стали мировыми звездами. Супруги счастливы в своей просторной квартире, в которой накопилось так много памятных вещей за всю жизнь. Жорж и Анна по прежнему влюблены друг в друга, и супруг делает комплименты жене о том, как она красива. Однажды у Анны случается странный приступ, и все изменяется… навсегда.

    Мнение

    «Любовь», безусловно, не может не обратить на себя внимание любопытного зрителя, хотя бы потому что эта кинокартина одновременно номинирована как лучший фильм и лучший фильм на иностранном языке, что уже придает творению герра Ханеке определенный шарм. В целом «Любовь» получила 5 номинаций от Киноакадемии: «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучший фильм на иностранном языке» и, собственно, «Лучший фильм».

    «Лучшая женская роль» — Эмманюэль Рива. Эмманюэль 85 лет, и она является старейшей номинанткой на Оскар. Она прекрасно справилась со своей Анной, героиней, на самом деле, очень непростой, даже в болезни гордой, изо всех сил пытающейся сохранить образ красивой, элегантной женщины. Примечательно, что в распоряжении Эмманюэль было очень мало средств, и с каждым кадром их становилось все меньше и меньше. В последних сценах ей пришлось играть одними лишь глазами. Было невыносимо больно наблюдать за трагедией Анны и понятно даже без слов, а значит — роль удалась. Однако в оскаровской гонке у меня есть свои фавориты, поэтому я просто говорю мадам Риве «merci».

    «Лучший режиссер»/ «Лучший сценарий» — Михаэль Ханеке. Кое-какие претензии по режиссуре и сценарию у меня к «Любви» имеются. Самая главная заключается в том, что я никогда не пересмотрю этот фильм. Причем, не из-за того, что он плохой. Ханеке выбрал безупречную тему — тему старости и беспомощности. Рано или поздно каждый подойдет к этому периоду, но уже сегодня, находясь в расцвете сил, посылает негласные просьбы судьбе не столкнуться с медленной смертью, мучительным постепенным умиранием. Ханеке удалось очень реалистично показать подобный исход. Зудящая боль нарастала с каждым кадром. Безумно хотелось увидеть хотя бы проблеск света в этой истории. Нет, не чудо и «хэппи энд», но хотя бы светлую ретроспекцию, отсылку к счастливому прошлому, которое, вероятно, было у героев. Но такой отсылки не произошло, и моментами мне хотелось выйти из зрительного зала и прекратить эту горькую «Любовь». А еще меня разочаровало, что в истории о музыкантах не было музыки. Знаменитые мелодии, безусловно, звучали, но их было бесконечно мало. Мне кажется, главная тема немного бы скрасила этот жестокий реализм и заглушила давящую тишину.

    «Лучший фильм на иностранном языке». К сожалению, я еще не успела ознакомиться с другими неамериканскими номинантами. Однако не стоит быть экстрасенсом, чтобы предугадать победу «Любви». По всей видимости, создатели других фильмов, номинированных в данной категории, ограничатся лишь фотографией на фоне гигантских макетов Оскара и отправятся восвояси.

    «Лучший фильм». «Любовь» герра Ханеке может оставить равнодушным разве что камень. От проблемы, которую поднимает фильм, не застрахован никто, поэтому и становится так страшно, поэтому и хочется немного света и надежды в этой истории. «Любовь» оценила Европа, вручив фильму одну из самых высоких наград в области кино, однако я, простой зритель, который превыше всего доверяет своей эмоции после просмотра, не готова назвать творение герра Ханеке лучшей работой 2012 года.

    Эпилог

    Резюмируя все вышесказанное, я бы посоветовала Киноакадемии «Любовь» наградить Оскаром разве что в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», учитывая тот резонанс, который вызвала лента в мире кино.

    7 из 10

    17 февраля 2013 | 14:38

    Знаете ли вы, что такое старость? Только тот, кто сам старел — знает. В фильме Михаэля Ханеке Любовь нас оставят со старостью наедине. Хотя, возможно, тяжело больной и старый человек никогда не найдет общего языка с молодым и здоровым. Они видят жизнь по-разному — отдельно друг от друга.

    Почти все события фильма, за исключением начальной сцены в театре, происходят в одной квартире — затхлой квартире, в которой чувствуется старческий запах и запах разложения. Мы можем представить себе идею так — до театра жизнь главных героев, которых играют Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива, течет хоть и не так ярко и свежо, как в молодости, но достаточно неплохо. После театра начинается упадок, который, ожидаемо, приводит к трагедии. Оказывается, что кто-то взломал замок их размеренной жизни и проник к ним в квартиру. Новый гость. Голубь.

    Любовь, не смотря на название, сложный фильм — не красивый и не романтичный. Рива была более, чем достойна Оскара за эту роль — за великолепное исполнение и за смелость — сыграть тяжелую болезнь и угасание для совсем не молодой актрисы, по-моему, это сложно не только в психологическом плане, но и в физическом. Она его не получила. Я думаю — это было совсем не справедливо. Но зато Эмманюэль Рива очень повезло в другом, первый же фильм в котором она снялась был гениален.

    Боитесь ли вы старения? Болезней, которые могут обступить вас в этом возрасте? Страх старости — в этом смысле, картина, своей подробностью и повседневной простотой, производит такое большое впечатление, что, возможно, стоит всех слабонервных пожилых людей, озабоченных этой темой, попросить обойти фильм стороной. А рейтинг 16+ поменять на 70-. У фильма есть свое особое настроение, можно сказать, что он излишне суховат и даже отталкивает, будто жизнь стариков. Только не подумайте, что это режиссерская неудача. Без натурализма тяжело обойтись, когда снимаешь драму о старости. Старый человек сильно зависит от своего тела, ему трудно воспарить над действительностью. Любовь и смерть идут здесь очень близко. Но может ли любовь жить так близко со смертью? Ведь смерть исключает любые проявления жизни.

    Знаете, я не верю, что любимого человека можно убить — с ним нужно жить. Но это твердое «нет» постепенно истончается, когда подходишь к горизонту. Так же, как черная дыра искажает пространство и время, близость смерти искажает все наши представления о человеке и его чувствах. Даже свет не может вырваться. Миллионы солнц на площади становятся… перестают быть. И не нужно осуждать — нужно понять, что нет единых правил человеческого бытия, понятных всем. Бытие — определяет сознание, а сознание — бытие. Замкнутый круг.

    Жизнь Жоржа и Анны была музыкальной, поэтому нет отдельного музыкального сопровождения для фильма. Они надеются, что все еще может быть по-старому, но в глубине души понимают, что не будет — и страдают. Постепенно, понимание неизбежного перерастает в агонию. Это тот этап, когда человек вынужденно считает процесс умирания своей главной задачей. Все остальное практически исчезает из его сознания. Сопротивление бесполезно и любые морально-этические вещи перестают, наконец, играть свою роль. Природа нейтральна, а жизнь ни добра и ни зла.

    Да, если очень постараться, то тут можно найти и горькую иронию, и даже черный юмор. Это ощущается в беспомощности людей перед надвигающимися силами природы — они никак не поймут, что случилось и что с этим делать.

    Постепенно оба старых человека исчезают — их время прошло. Всё. И не надо никого обманывать и притворяться, не надо ностальгировать и надеяться на вечную жизнь. Смерть ведь всегда порождает тему бессмертия. А Ханеке атеист.

    9 из 10

    24 июля 2013 | 15:43

    Как описать то, что описать невозможно? Я напишу, что это великий фильм, фильм настоящий и долгожданный — но эти слова будут лишь словами по сравнению с той простотой и прозрачностью картины Ханеке, до высот которых никто кроме него в современном искусстве не добрался.

    Ханеке потрясает. Как всегда шокирует, но в данном случае в первую очередь потрясает. Почему до сих пор никто не снял фильм про любовь? Не про ту любовь, после которой люди расстаются, а про настоящую любовь, когда вместе до конца. Ведь мы знаем, что среди нас живут такие люди, что некоторым из нас выпадает это великое счастье быть всегда вдвоем, но почему-то мы забываем о таких примерах. И нас волнуют экономические кризисы и электронные книги. А волновать должно другое — прожить жизнь вдвоём с любимым человеком.

    В старости с нами не будет родителей. Не будет детей — они упорхнут. И рядом будет только главный человек. В наших силах, доказывает Ханеке, найти такого человека и через все счастья и ненастья прожить вместе до конца. Простая истина, которая часто оспаривается — не из-за того, что не верим, а из-за того что не умеем. Не встречаем этого главного человека, при его встрече не храним то, что надо хранить. Единицам удаётся. О них — фильм Ханеке, пример для подражания. Чтобы сидеть рядышком, читать книги, разговаривать, шутить, вспоминать и опять читать. Два человека не могут прожить друг без друга и смерть проигрывает.

    Это больше, чем кино. Это театр, в узкое сценическое пространство которого режиссёр сажает зрителя напротив двух великих актёров. Мы знаем все уголки этой квартиры и впервые в кино пространство между экраном и зрительным залом пропадает. Это живопись. Это картины на стенах и тишина в полях, которые нарисованы на картинах. Это музыка. Шум начинающегося спектакля. Это литература, в которой можно обойтись без слов, автору нужно лишь верно рассадить всех героев в комнате и показать их сон. Искусство, в котором нет места преувеличениям и громыханию. Ханеке снимает тихий фильм, настоящий, добиваясь той степени реалистичности происходящего, что свойственны не кино, а жизни.

    И это всё сразу после великолепной «Белой ленты». В свои 70 Ханеке перестал быть просто режиссером и сценаристом. Когда у подобных людей в XIX веке под рукой не было кинокамеры, они писали чернилами.

    Поймут ли, примут ли этот фильм те, кто сейчас один? Захочется ли перевернуть жизнь, избавиться от одиночества? Надеюсь, что это одна из задач фильма — доказать необходимость любви. Поймут ли этот фильм те, кто не один? О да, поймут и примут, потому как Ханеке доказывает, ради чего человек должен жить.

    Слово «любовь» так изнасиловали, что и не заметили. Оказалось, только Ханеке имеет право использовать слово «любовь». Он просто знает, что это такое. Три пожилых человека впервые рассказали нам о старости и о любви. Только им я и верю.

    15 ноября 2012 | 12:23

    Сам Михаэль Ханеке всячески устраняется от каких-либо интерпретаций своих фильмов и практически не делает подсказок для зрителей — разбирайтесь без посторонней помощи, смотрите внимательнее на экран, замечайте малейшие детали и вроде как несущественные обмолвки. Как своего рода кинематографический врач, он сообщает, разумеется, анамнез в поведанной истории болезни экранных героев, но вот его почерк и отдельные термины подчас трудно разобрать — и надо приложить дополнительные усилия, чтобы догадаться по возможности верно, что же на самом деле имелось в виду.

    Название «Любовь» не столько обманчиво, сколько уводит несколько в сторону от генеральной темы творчества немецко-австрийского режиссёра, всё чаще работающего во Франции, где как бы принято считать, что любовь — это главное в жизни людей, а переживаемые ими чувства и подчас самосжигающие страсти являются чуть ли не единственным оправданием человеческого существования. Кстати, случайная и даже глупая аналогия, вдруг мелькнувшая в моём мозгу во время лицезрения на экране парижской квартиры, где проживает пожилая супружеская пара, только что обрела для меня весьма косвенное подтверждение, когда я вспомнил, что Жан-Луи Трентиньян был первоначальным кандидатом на участие в «Последнем танго в Париже». Если учесть, что прошло 40 лет с тех пор… Почему бы не представить себе постаревших героев той всепоглощающей драмы любви?!

    Однако лента Ханеке — совсем о другом. Проще всего видеть в ней проявление неизбывной, по-прежнему теплящейся, никуда не исчезнувшей с годами нежной привязанности мужчины и женщины, которые состарились вместе и готовы умереть в один день. Но целый ряд словесных намёков и зримых подсказок дают понять, что режиссёр вновь сделал кино о «потере дома», об утрате семьи, о вторжении в личное, частное пространство неких чужеродных сил, даже если в качестве таковых могут выступить самые близкие люди, как давно отдалившаяся от родителей взрослая дочь, которую фактически интересует лишь возможность наследования и квартиры, и какого-то дома бабушки, о чём едва мычит уже теряющая дар речи больная мать.

    И страшный сон, который снится главе семейства, и двойное проникновение голубей в квартиру, и её вскрытие пожарными в прологе фильма, и попытка взлома каким-то вором, и скандальное изгнание одной из сиделок, чем-то не понравившейся главному герою — всё это так или иначе работает на идею, сквозную для Михаэля Ханеке: не удастся сохранить свой дом и семью в неприкосновенности от постороннего вмешательства.

    13 марта 2013 | 18:00

    Все мы привыкли, что в основном ленты, рассказывающие о романтических чувствах двух главных героев, посвящены тому, как через тернии к звездам молодые люди идут навстречу друг другу, переживая или массу комических, или, наоборот, мелодраматических ситуаций в зависимости от выбранного жанра. Апофеозом таких фильмов становится счастливое бракосочетание, которое венчается клятвой «и в болезни, и в здравии, пока смерть не разлучит нас». О том, как претворяются в жизнь эти слова повествует картина Михаэля Ханеке «Любовь».

    Боязнь старения- очень распространенный страх, и даже если он не перерастает в геронтофобию, то все равно на душе у многих скребут кошки, стоит только задуматься о том, что ждет нас при наступлении 70 или 80 лет. Многие заканчивают жизнь несчастными одинокими стариками, не нужными никому на этом свете, но героям этого фильма Жоржу и Анне повезло больше, они есть друг у друга. Сквозь годы они пронесли главное чувство- Любовь. Поэтому когда с дорогой сердцу и уму супругой Жоржа случается трагическая болезнь, он готов к тому, чтобы стойко перенести выпавшее на их долю испытание. Он бросает всего себя, все свое существование на алтарь заботы об Анне. День за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем смыслом его жизни является исключительно состояние здоровья жены. Несмотря на то, что разум в ее глазах постепенно угасает, он все равно находит утешение в постоянных разговорах о случившихся в мире новостях. Тем самым он старается сохранить канат отношений, связывающий их друг с другом, который по мере прогресса заболевания Анны все больше и больше превращается в тонкую нить. С течением времени начинает казаться, что уход за Анной принимает для него форму навязчивой идеи. Жорж начинает считать, что никто другой кроме него самого не сможет дать ту степень заинтересованности, ласки и внимания по отношению к комфорту Анны. Это приводит к нервным психическим срывам, влекущих все большее потерянное состояние самого мужа, который выглядит как испуганный птенчик. Он уже не в силах справляться с навалившейся на него нагрузкой, ведь и сам Жорж далеко не молод, по сути он ровесник Анны, только отличающийся более крепким здоровьем.

    Честно говоря, стоило прочесть синопсис ленты и понять, чему будет посвящена картина, как ее финал стал очевиден. Фильмы с тривиальным хэппи-ендом на эту тему никогда не станут обладателями Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, премии «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Но от этого эмоциональное опустошение от развязки картины не стало меньше. Словно в пелене наблюдаешь за манипуляциями Жоржа, как несмотря на случившееся трагическое событие он цепляется за свой обыденный ритуал в надежде заглушить ноющие чувства. Поневоле задумываешься о том, на какие жертвы ты сам готов идти ради родного человека, сможешь ли ты так же беззаветно сделать его центром своей микровселенной. Можно ли считать малодушием решение отправить больного в соответствующее лечебное учреждение, как советовала дочь главных героев Ева, и пойдешь ли ты по этому пути. Что остается у человека после потери любимого человека, который провел всю жизнь рядом с тобой, являясь единственным и неповторимым и по-настоящему Своим.

    Сама лента изначально создавалась исключительно под одного актера, и имя ему- Жан-Луи Трентиньян. Немного загадочной для меня выглядит ситуация, в которой лавры публичного признания достаются исключительно Эмманюэль Риве, а иссушающий душу образ Жоржа оценили только Европейская киноакадемия и на премии «Сезар». Безусловно, довольно сложно и Риве было демонстрировать на экране постепенное истощение жизненных сил и соков в немощном теле. Редко какая актриса так смело сможет взглянуть в лицо старости, ведь для многих представительниц прекрасной половины актерского цеха потеря собственной привлекательности с возрастом- очень болезненная тема. Но то, с каким исступлением играл Трентиньян выпавшую ему партию, не передать словами. Остается только надеяться, что и не только героям фильмов, но и простым смертным хватит терпения уделять столько внимания болеющим родным, за тем исключением, что оно не будет превращаться в манию как у Жоржа.

    «Любовь»- фильм, которому лишь игрой пары актеров, интерьером простой парижской квартирки удалось поднять такие глубокие пласты человеческой души, которые многие из нас предпочитают прятать глубоко внутри себя: размышления о старости и любви, жертвенности и долге, одержимости и одиночестве. Для меня картина Михаэля Ханеке- однозначно лучший фильм 2012 года, который был главным личным фаворитом на «Оскаре-2013». Очевидно, что шансов на победы в основных номинациях у ленты не было, но быть признанным лучшим неголливудским фильмом года дорогого стоит.

    15 мая 2013 | 12:21

    Правдиво, лаконично, шедевриально.

    Ханеке известен своей любовью к анализу низменных черт человеческой натуры, проблематике ненависти и жестокости. Даже говоря о любви, он утверждает, что она может быть «не меньшим насилием, чем что-то ещё». Взявшись за тему старения, жизни в преклонном возрасте, Ханеке создал фильм о смерти, страдании, муках и вечной, возвышенной и непреклонной в своей преданности любви. Удивительное смешение жестокости и трогательности, нежности и угасания.

    Остаётся загадкой, как такому режиссёру удалось так тонко почувствовать сущность самого ценного чувства и изобразить его на экране. На примере жизни престарелой пары, их союза и борьбы, автор показал настоящую, вечную любовь. Это противоречиво и сложно — годы обид и ссор с одной стороны и совместная жизнь с её прелестями и трудностями — с другой. Вполне естественно, что в этом возрасте и на этой стадии отношений нежность проявляется в ласковом рукопожатии, а забота в отсутствии взаимных упрёков.

    Диалоги, короткие реплики и тяжеловесные сцены не могут не вызвать искреннего и глубокого восторга. Врезается в память великолепная реплика Анны, направленная её мужу: «ты монстр, но ты очень мил», — в этом всё — и признание в любви, и память о прошлых ошибках, принятие их. Ведь, действительно, горечи обид за такую долгую супружескую жизнь накопилось немало — то, как старательно парализованная Анна старается сохранить свою самостоятельность не может не вызвать уважения как к героине, так и к актрисе (Эммануэль Рива), сыгравшей эту роль. Жорж (Жан-Луи Трентиньян) же ухаживает, нанимает сиделок, делаёт всё, что должно. За короткими сценами таится невероятной глубины психологизм, раскрывающий сущность отношений пары — это любовь-борьба- с собой, своей усталостью и гордыней, друг с другом. Это и есть вечная любовь, которую принято понимать как нечто эфемерно-воздушное. На самом же деле она топкая, тяжёлая, предполагающая осознание и принятие недостатков любимого. Когда Анна упала, Жорж сетовал из-за разбитой лампы, потом непокорной, жаждущей смерти жене дал пощёчину, и что, интересно — это не вызывает антипатии к герою — наоборот, создаётся ощущение погружения и присутствия.

    Помимо тягот и проблем, авторам картины удалось очень тонко и светло изобразить ту самую нежность и заботу, которой всегда восхищаются и завидуют «молодые». Да, это не букет роз, а погребальный букет полевых цветов, не поход на концерт, а имитация игры жены на фортепьяно, не «задушевные» беседы, а стойкость и поддержка чувства собственного достоинства своей супруги, не шикарный ужин, а любимый персиковый сок, добавленный в пресную «больничную» кашу.

    Можно бесконечно говорить о блестящем актёрском составе — непокорной и сильной жене Эммануэле Риве, страдающем и устающем муже Жане-Луи Трентиньяне, поверхностной и неблагодарной дочери Изабель Юппер и прочих. Так же хочется отметить прекрасную операторскую работу — фильм долгий и медленный, плавный и неспешный, текущий вяло и будто с осторожностью, что создаёт эффект полного погружения в мир престарелой пары. Особого внимания заслуживают фантасмагорические сцены, совершенно нетипичные для Ханеке, а именно концовка и сон Жоржа. Они метафоричны и прекрасно вписываются в общую канву повествования, оттеняя определённые, значимые для автора моменты. Так, смерть, словно стук в дверь с утра — неожиданна, она изолирует и подкрадывается внезапно и сзади, о чём свидетельствует сновидение Жоржа.

    Конечно, много споров возникает вокруг кульминации, финала, а лично у меня — насчёт названия. В фильме поступком одного из героев поставлен вопрос, на который каждый даст свой, однозначный или неуверенный ответ, который всё равно никогда не будет исчерпывающим. Режиссёр же названием картины определил своё отношение к этому. Я не могу полностью согласиться с ним в этом, на мой взгляд, он слишком уверен в спорном, вечном, философском вопросе. Однако это его видение, с которым зрителю остаётся примириться и над которым задуматься.

    Часто фильмы, оцененные самыми престижными наградами оказываются далёкими и непонятными для обычного зрителя, каждого из нас. Но это не про «Любовь». Этот венец каннского фестиваля, оскараносный фильм о самом простом и сложном тронет каждого, призовёт к размышлению и раздумью.

    9 из 10

    30 марта 2016 | 20:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    Главная премия 68-го Каннского кинофестиваля отошла к социальной драме Жака Одиара «Дипан» о попытках тамильского солдата ассимилироваться во Франции. Лучшим актером признан Венсан Линдон за картину «Закон рынка», а премию за женскую роль поделили между собой Руни МараКэрол») и Эмманюэль БеркоМой король»). (...)
     
    все новости

    Интервью


    Режиссер «Тайны перевала Дятлова» Ренни Харлин рассказал нам об особенностях работы в горах, самом сложном фильме в жизни, о «Чужом 3», современных технологиях, финском кинематографе, несостоявшемся фильме про Бонда и том, как открыл миру Вигго Мортенсена(...)
     
    все интервью

    Статьи


    19 февраля в российский прокат выходит картина «Унижение» с Аль Пачино в роли утратившего вдохновение актера, второе дыхание которому помогает обрести любовь. КиноПоиск вспоминает еще 10 картин об актерах и их нелегком труде — от лент «Сансет бульвар» и «Тутси» до «Малхолланд Драйв» и «Артиста». (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    85-я церемония вручения «Оскаров» уже позади, и КиноПоиск предлагает вспомнить, как это было. Фоторепортаж состоит из восьми частей: ведущий «Оскара», номинанты, подготовка к церемонии, красная ковровая дорожка, церемония награждения, за сценой, press room и финальная фотосессия победителей. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Канадский вундеркинд Ксавье Долан представил свой пятый фильм «Мамочка», а Андрей Звягинцев вынес на суд прессы долгожданный «Левиафан». Обе картины считаются претендентами на «Золотую пальмовую ветвь». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Книга джунглейThe Jungle Book43 714 706
    2.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War9 619 300
    3.КиануKeanu9 453 224
    4.Несносные ледиMother's Day8 369 184
    5.Парикмахерская 3Barbershop: The Next Cut6 080 496
    29.04 — 01.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Экипаж265 124 717
    2.Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение52 028 287
    3.Книга джунглейThe Jungle Book51 468 077
    4.Несносные ледиMother's Day29 925 167
    5.СомнияBefore I Wake29 237 997
    29.04 — 01.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 764 800899 284
    Деньги473 955 882 руб.280 801 841
    Цена билета268,56 руб.14,75
    29.04 — 01.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.Счастливое число СлевинаLucky Number Slevin8.271
    96.Мальчик в полосатой пижамеThe Boy in the Striped Pyjamas8.271
    97.Служебный роман8.265
    98.Они сражались за Родину8.262
    99.…А в душе я танцуюInside I'm Dancing8.259
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.До встречи с тобойMe Before You90.29%
    52.Джон Уик 2John Wick: Chapter Two90.27%
    53.Чёрная ПантераBlack Panther90.26%
    54.В поисках ДориFinding Dory90.21%
    55.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted89.93%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War46
    Охотники на ведьмHansel & Gretel: Witch Hunters189
    Экипаж66
    Потрясающий Берендеев2
    Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice596
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War
    Экипаж8.304
    Несносные ледиMother's Day7.069
    СомнияBefore I Wake6.705
    72 часа
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    премьеры