всё о любом фильме:

Любовь

Amour
год
страна
слоган«Испытание чувств на закате жизни»
режиссерМихаэль Ханеке
сценарийМихаэль Ханеке
продюсерМихаэль Андре, Штефан Арндт, Алис Жирар, ...
операторДариус Хонджи
композитор-
художникЖан-Венсан Пюзо, Катрин Летерье, Сюзанна Ханеке, ...
монтажНадин Мьюз, Моника Вилли
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  706.9 тыс.,    Германия  251 тыс.,    Испания  166 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время127 мин. / 02:07
Жорж и Анна прожили вместе всю жизнь, рука об руку, постоянно заботясь друг о друге. Сейчас им за восемьдесят. Анна заболевает и ее жизнь начинает постепенно угасать: сначала отключается память, потом отказывается подчиняться тело, наступает паралич. Жорж пытается нанять сиделок, но с горечью понимает, что не может требовать от них душевной теплоты и искренности чувств. Оставив преподавание в консерватории, он всецело посвящает себя заботам о жене. Мужчина не может представить любимую в доме престарелых, о котором настаивает их взрослая дочь, время от времени навещающая родителей. Эти визиты — настоящее испытание для семьи, жизнь которой, казалось бы, протекла в гармонии и любви…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.90 (66 760)
ожидание: 81% (2143)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
182 + 13 = 195
8.7
в России
93%
26 + 2 = 28
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 65707 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Обласканный критиками и получивший золотую пальмовую ветвь в Каннах фильм Любовь. Михаэль Ханеке мастер авторского кино, где герои либо весь фильм мучаются, либо живут в затворничестве, распугивая окружающих своим поведением. При этом до смысла докапается не каждый. Эта история не исключение.

    Концертный зал консерватории, абсолютно разная публика, как по возрастному, так и по личностному критерию. Наша пара практически в центре зала, их не сразу и заметишь, никаких крупных планов или игры света. Просто зрители. Вообще это странно, когда показывают не артиста, а публику, но зато это прекрасная возможность рассмотреть и запомнить лица. Лица, которые до неузнаваемости изменятся спустя два часа.

    Эммануэль рива исполнившая роль Анны — просто необыкновенная, даже будучи столь слабой перед возрастом и судьбой, она остается женственной и ей попросту стыдно перед супругом за то, что не может выполнить казалось бы банальные действия.

    Ханеке писал роль Жоржа конкретно под Жан Луи Трентиньяна, который до «Любви» не снимался почти 10 лет. И выбор его просто идеален. Ни в одном актере я не видела столько любви и нежности к героине. Пусть он сдержан и резковат, но его отношение к жене самое, что ни на есть настоящее. Я безумно переживала за него на протяжении всего фильма, потому что не знала на сколько его хватит. Сможет ли он видеть, как медленно гаснут любимые родные глаза.

    У Жоржа необычайно проникновенный взгляд. Он смотрит в камеру, а кажетс, будто тебе в глаза. Походка его, это вообще отдельная история. Он вроде и старается спешить, но возраст берет свое и его движения замедленны.

    Нельзя его судить. То, что он сделал- поступок сильного человека, далеко не каждый решился бы.

    Изабель Юппер любимая актриса Ханеке. Здесь играет роль дочери Евы. Ее героиня появляется в фильме несколько раз и такое ощущение, что она ложка дегтя во всей этой истории. Толи она не понимала всю серьезность ситуации, толи отказывалась принять правду. Каждая встреча с родителями- это пытка для обеих сторон. В этом и проявляется жестокость режиссера. Юппер конечно не сравнится с сиделками, одну из которых кстати говоря сыграла питерская актриса Динара Дукарова, но она все-таки дочь, а это просто обязывает ее вести себя по-другому.

    Итог: Михаэль Ханеке показывает жизнь такой, как она есть. Без пелены незабвенной радости и вечного счастья. Такая старость может ожидать любого человека, а подготовиться к этому невозможно. Для меня «Любовь» — фильм шедевр. Воистинну французское кино. Некая кинопровокация, которую посмотреть и понять сможет не каждый.

    10 из 10

    7 апреля 2013 | 20:01

    к сожалению, фильм, отмеченный почти всеми серьёзными кинофестивалями, не получил большой популярности по итогам кассовых сборов, по сравнению с другими фильмами, вышедшими в 2012 году. Но, думаю, открыл для каждого человека, посмотревшего его, новое понимание слова «Любовь» в его жизни.

    Сегодня, увидев подобное название фильма, наш мозг автоматически рисует «мыльную» мелодраму с оттенками комедии, конфетно-букетным привкусом и мимолётными поцелуями под инструментальные композиции(или женский лаунж-вокал). Думаю, многие люди, которые спонтанно попали в кинотеатр на этот фильм — выходили обескураженными. Но обескураженными в приятном смысле этого слова.

    Мы редко видим любовь в том ракурсе, в котором нам раскрывает её Ханеке. Скорее абстрагируемся от столь тонкого проникновения в причинно-следственные глубины, потому что нет времени, потому что рядом нет Того самого человека, или, возможно, просто бесповоротно тонем в социальных стереотипах. Одни подразумевают под ней страсть, другие вовлеченность, третьи обыденность. В фильме — Она — главная героиня — это чувство высших смыслов. Это история о двух людях, которые знают друг о друге, возможно, больше, чем сами о себе. Прожив вместе значительно большую часть своей сознательной жизни. Михаэль ломает привычные рамки: вы всё знаете о любви в 20?…25?..27?..40?… А что вы знаете о любви в 80?…

    Когда ты хочешь отдать человеку самое лучшее, что в тебе есть. Но он уже, к сожалению, не может этого почувствовать и никогда не узнает. Потому что есть более суровый соперник, невидимо присутствующий с нами каждую секунду — неумолимое время, которое калечит наши тела и нашу память.

    Плавное движение камеры, предельно простой монтаж, съёмки сцен с главным развитием событий на заднем плане(как будто мы не должны быть свидетелями — но нам разрешили подсмотреть, и это смущает) — всё это поглощает тебя в атмосферу основного места событий — дом Жоржа и Анны. И это закрытое пространство ещё больше погружает в происходящее. Весь фильм будто нарисован пастельными красками — на фоне которых, характеры персонажей прорисованы наиболее чётко. Особенно хотелось бы выделить игру Эмманюэль Рива, которая была самой пожилой номинанткой на «Оскар». Ей исполнилось 85 лет.

    Иногда Время внутри картины — будто останавливается совсем, но потом с новым упорством продолжает строить свои эгоистичные планы. …

    Почему-то почувствовалось некое соприкосновение с романом «Триумфальная арка» Ремарка, и фактически финальной сценой главных героев — Равика и Жоан Маду, правда, в совершенной другой плоскости.

    «Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя».

    Есть ли мерила любви? Думаю, их никто никогда не придумает, да и это в корне абсурдно. Любовь не может быть лёгкой, это тяжёлый труд: понимания, прощения, помощи и бескорыстной самоотдачи. А красиво — красиво в фильмах, только в одной фразе: они жили долго и счастливо. А в этом фильме не то, и не другое, но по-настоящему и искренне.

    p s 

    пришли в кино с подругой. Полфильма она проплакала, хватая каждый новый эпизод меня за руку, шёпотом спрашивая: может всё-таки уйдём?!. В это время во мне буйствовали мои внутренние монологи о том, что жизнь стоит того, чтобы встретить Своего человека. И фильм мы досмотрели. И вышли. И слушали улицу. Потому что говорить не хотелось.

    9 из 10

    29 марта 2013 | 17:28

    Все мы привыкли, что в основном ленты, рассказывающие о романтических чувствах двух главных героев, посвящены тому, как через тернии к звездам молодые люди идут навстречу друг другу, переживая или массу комических, или, наоборот, мелодраматических ситуаций в зависимости от выбранного жанра. Апофеозом таких фильмов становится счастливое бракосочетание, которое венчается клятвой «и в болезни, и в здравии, пока смерть не разлучит нас». О том, как претворяются в жизнь эти слова повествует картина Михаэля Ханеке «Любовь».

    Боязнь старения- очень распространенный страх, и даже если он не перерастает в геронтофобию, то все равно на душе у многих скребут кошки, стоит только задуматься о том, что ждет нас при наступлении 70 или 80 лет. Многие заканчивают жизнь несчастными одинокими стариками, не нужными никому на этом свете, но героям этого фильма Жоржу и Анне повезло больше, они есть друг у друга. Сквозь годы они пронесли главное чувство- Любовь. Поэтому когда с дорогой сердцу и уму супругой Жоржа случается трагическая болезнь, он готов к тому, чтобы стойко перенести выпавшее на их долю испытание. Он бросает всего себя, все свое существование на алтарь заботы об Анне. День за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем смыслом его жизни является исключительно состояние здоровья жены. Несмотря на то, что разум в ее глазах постепенно угасает, он все равно находит утешение в постоянных разговорах о случившихся в мире новостях. Тем самым он старается сохранить канат отношений, связывающий их друг с другом, который по мере прогресса заболевания Анны все больше и больше превращается в тонкую нить. С течением времени начинает казаться, что уход за Анной принимает для него форму навязчивой идеи. Жорж начинает считать, что никто другой кроме него самого не сможет дать ту степень заинтересованности, ласки и внимания по отношению к комфорту Анны. Это приводит к нервным психическим срывам, влекущих все большее потерянное состояние самого мужа, который выглядит как испуганный птенчик. Он уже не в силах справляться с навалившейся на него нагрузкой, ведь и сам Жорж далеко не молод, по сути он ровесник Анны, только отличающийся более крепким здоровьем.

    Честно говоря, стоило прочесть синопсис ленты и понять, чему будет посвящена картина, как ее финал стал очевиден. Фильмы с тривиальным хэппи-ендом на эту тему никогда не станут обладателями Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, премии «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Но от этого эмоциональное опустошение от развязки картины не стало меньше. Словно в пелене наблюдаешь за манипуляциями Жоржа, как несмотря на случившееся трагическое событие он цепляется за свой обыденный ритуал в надежде заглушить ноющие чувства. Поневоле задумываешься о том, на какие жертвы ты сам готов идти ради родного человека, сможешь ли ты так же беззаветно сделать его центром своей микровселенной. Можно ли считать малодушием решение отправить больного в соответствующее лечебное учреждение, как советовала дочь главных героев Ева, и пойдешь ли ты по этому пути. Что остается у человека после потери любимого человека, который провел всю жизнь рядом с тобой, являясь единственным и неповторимым и по-настоящему Своим.

    Сама лента изначально создавалась исключительно под одного актера, и имя ему- Жан-Луи Трентиньян. Немного загадочной для меня выглядит ситуация, в которой лавры публичного признания достаются исключительно Эмманюэль Риве, а иссушающий душу образ Жоржа оценили только Европейская киноакадемия и на премии «Сезар». Безусловно, довольно сложно и Риве было демонстрировать на экране постепенное истощение жизненных сил и соков в немощном теле. Редко какая актриса так смело сможет взглянуть в лицо старости, ведь для многих представительниц прекрасной половины актерского цеха потеря собственной привлекательности с возрастом- очень болезненная тема. Но то, с каким исступлением играл Трентиньян выпавшую ему партию, не передать словами. Остается только надеяться, что и не только героям фильмов, но и простым смертным хватит терпения уделять столько внимания болеющим родным, за тем исключением, что оно не будет превращаться в манию как у Жоржа.

    «Любовь»- фильм, которому лишь игрой пары актеров, интерьером простой парижской квартирки удалось поднять такие глубокие пласты человеческой души, которые многие из нас предпочитают прятать глубоко внутри себя: размышления о старости и любви, жертвенности и долге, одержимости и одиночестве. Для меня картина Михаэля Ханеке- однозначно лучший фильм 2012 года, который был главным личным фаворитом на «Оскаре-2013». Очевидно, что шансов на победы в основных номинациях у ленты не было, но быть признанным лучшим неголливудским фильмом года дорогого стоит.

    15 мая 2013 | 12:21

    В чем сила данного фильма с громким названием «Любовь»? В драматической истории, актерах, неизбежности бытия или символизме? Для каждого зрителя ответ кроется в маленьких деталях расставленных режиссером. Личное восприятие приводит к индивидуальным выводам.

    История фильма проста. Главная героиня оказывается парализована. У нее не двигается половина тела. В этой ситуации ее муж ухаживает за ней. По мере развития картины мы видим их взаимоотношения и в определенной манере проходимся по воспоминаниям их молодости. Главное здесь не то, что уже произошло, а то, что происходит в настоящем. Поэтому мы почти лишены сюжетных зацепок. Не знаем событий выходящих за рамки квартиры. Лишь мелкие обрывочные фразы рассказывают нам немного того, что скрыто от зрителя. Кусочек семьи, кусочек молодости, кусочек достижений.

    Режиссер концентрируется на образах, но не культивирует их во что-то очень ценное. Детали очень и очень важны. В тоже время детали могут быть игрой воображения. Секунду назад события были значимы, а после нет. Автор постарался создать картину для размышления. Когда трагичность увиденного соединяется с неизбежностью. Каждому из участников очень непросто в данной ситуации. В тоже время избавляя зрителя от настоящего натурализма автор внес возможность каждому вносить свои иллюзии в картину. Видя как в зеркале свое личное.

    После просмотра у меня оказалось странное ощущение знакомого повествования увиденного. Музыка, кадры, вопросы. Мои удивление и подтверждение сбылось, когда оказалось, что главные актеры Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива снимались в серии фильмов «Три цвета» у Кшиштофа Кесьлёвского. Может это простое совпадение, а может режиссер Михаэль Ханеке интуитивно соединил все наработки, чтобы рассказать о неизбежности любви и событий, так как это показывал Кшиштоф Кесьлёвский.

    8 из 10

    22 августа 2013 | 01:13

    Вот уже второй фильм Михаэля Ханеке после «Пианистки», который, в буквальном смысле, перемолол меня. Необъяснимо тяжело ложатся в голове его фильмы и его истории. С «Пианисткой» конечно было иначе: иные эмоции, иные мысли, — но одно остается неизменным — я не могу поставить какой бы то ни было балл, для меня невозможно оценить его кино.

    В этот раз Ханеке берет тему, которая коснется каждого из нас рано или поздно, — старость. Герои его картины пожилые супруги, которым только что и остается ждать своего смертного часа, поскольку жена необратимо больна. Очень пронзительна сама Любовь по Ханеке. Она долготерпима и вечна. Ханеке показывает самую нелицепритяную сторону во всей жизни настоящей любви. Он показывает быт ухода за своей беспомощной любимой, показывает то, как на твоих глазах умирает то, ради чего ты жил все время и ты становишься чем-то беспомощным и бессмысленным. Ты уже понимаешь это, но еще не умер. Вот этот переход, рамки которого, если очень долго живешь, порой стираются, в общем-то и есть самое страшное для психики в этом фильме. До меня доходило эмоциональное потрясение долго. Пока я смотрела фильм, я ничего не чувствовала. Более того, мне показалось, что все происходило в реальном времени. Фильм не только не спешный, он затянутый. Но после финальной сцены и символичных голубей в кадре, у меня появилось чувство, как будто у меня забрали что-то важное. Этот фильм не может быть не близок. Другое дело, что впечатление зависит от того, готовы ли вы задуматься о смерти, о своей смерти и о смерти своих близких. Потому, как известно, что даже мысль способна причинить боль.

    Кто мы, когда мы умираем? Те же, что и жили, или же совсем другие? Рискну предположить, что великий и ужасный Ханеке разделил человека на до и после умирания (не смерти, нет). Мне кажется, что, отходя в другой мир, ты на короткое время становишься иным человеком. И ты свободен в этот момент.

    Душераздирающая работа Ханеке с громким названием «Любовь», явно с примесью чего-то личного, неоценима. Некоторые вещи просто неользя подогнать под цифры. Есть Кино с большой буквы. Это оно.

    30 марта 2014 | 13:58

    После первого просмотра я ужасно протестовала против этого фильма, но потом поняла, что с другой стороны данная картина как лакмусовая бумага. Она на 100% проявляет людей. В том числе проявила и меня. Она даже может проявить целое поколение, если потом подсчитать статистику. В итоге мы имеем два типа людей. Одним картина понравилась и они воскликнули: «Да! Ханеке! Так их! Далой сопли и слюни! Вот она настоящая реальность! Вот как порою жёстко проявляется милосердие и любовь! Вот она соль и правда! Браво!» Другие же остались в полном недоумении от слова «Любовь» в названии картины и ужаснулись тем, кто эту любовь там всё же узрел. Среди последних оказалась и я, потому что считаю, что в отношении любви и смерти нельзя мыслить так примитивно. Тем более что уже давно осознала фундаментальное значение духовной и жертвенной составляющей нашего мира, от которой никуда не спрятаться даже твердолобым атеистам.

    Немного о сюжете. В основе его старая пара, два музыканта, он и она прожившие длинную счастливую совместную жизнь. Это видно судя по его ухаживаниям в начале фильма и её заботливым жестам, а так же замечаниям дочери, о том как ещё маленькой её радовало то, что мама с папой так бурно занимаются сексом. В общем, очевидно: Ханеке показывает нам что чувства этой пары были сильны во всех отношениях.

    Потом героиня Эмманюэль Ривы заболевает и ей делают операцию, в результате которой у неё парализует часть тела. Когда её привозят из больницы она берёт с мужа клятву, что больше туда никогда не вернется. Так начинается её мучительное угасание.

    Здесь хочется сделать замечание по поводу актёрской игры героев, которую все так обожествляют. На самом деле в кино зачастую берут актёров, которые как минимум на 80% сходны со своими персонажами, если кто не знает. Актёр кино в первую очередь должен быть личностью и уметь естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах, а не играть совершенно иного человека, как это возможно в театре. За что кстати многие актёры больше предпочитают театр. Этим я не принижаю работу Жан-Луи и Эмманюэль, они хорошо поработали, но начитывать им дифирамбы не собираюсь. Ведь не забывайте, что актёрам кино помогает ещё и оператор, взгляд режиссёра и работа монтажера, а у актёров театра нету этих корректоров.

    Теперь к теме картины при уважении ко всему её реализму и простой форме, я всё же восклицаю: «Где же здесь любовь, чёрт возьми!? Ведь трактовка финального поступка главного героя может быть далеко не в пользу милосердия и безграничной любви, как это многим показалось! Иначе что мешало главному герою на всё готовому ради любви, сделать безболезненный усыпляющий укол?

    Второй момент для меня заключается в таинстве смерти. Этот старый атеист Ханеке без веры и с кучей страхов в связи с этим, не хочет вообще с ней считаться. Но смерть тем не менее существует. И является таким же сложным процессом как и рождение. Так что пора бы понять что надо быть готовым к страданиям и мукам, умея достойно преодолеть их, дабы вступить в нечто новое. Ну или достойно сопроводить человека, которому пора пройти через это. Ведь и рождается человек не просто так, а в муках! Таким образом и уход и приход в этот мир не случается по мгновению ока! Жизнь, смерть, рождение ребёнка и даже зачатие его всё это ПРОЦЕСС со своими его фазами и сложностями. Нельзя просто так взять и поскорее отправить человека на тот свет, это всё равно, что двинуть со всей силы по животу рожающей женщины, мол пусть вылазит быстрее!

    В итоге к миру, который создан художником в этом фильме, у меня возникает только жалость. Потому что он наполнен лишь животными страхами, безверием, противоречием и насилием. Так его видит Михаэль Ханеке и судя по рецензиям ещё многие люди. Что ж, «каждому воздастся по вере его».

    4 марта 2013 | 00:35

    Итак, Любовь. Обласканный критиками фильм, номинирующийся на Оскар и получивший Пальмовую ветвь Канн.

    Прежде всего, хотелось бы сказать, что со мной явно что-то не в порядке. Ведь, по идее, я должен сейчас биться в эстетическом экстазе, находится в состоянии нирваны и т. д. Я же шедевр посмотрел! Ну как посмотрел… осилил и то не полностью. Наверное, самое время начинать себя ненавидеть за то, что я не проникся историей двухчасового умирания старой женщины. Да как я мог?! Ведь это же так прекрасно, интригующе и восхитительно наблюдать за медленным ухудшением здоровья человека. Смотрите — вот парализовало её правую часть тела — шикарно! А вот здесь она писается — чудесно! Смотрите, смотрите! Тут она уже еле произносит какие-то малосвязные подобия слов и совсем не может двигаться — гениально! Быть может всё это показано не просто так — чтобы, якобы, шокировать зрителя? Может на этом фоне увядающей жизни режиссёр покажет собственно Любовь? То почему эти два человека вместе, почему они любят друг друга, их жизнь? Нет, а зачем? Это всё так банально и скучно, да и эпатажа никакого нет, вот двухчасовое доживание жизни — у мужа и умирание — у жены, вот это самое оно. Ладно, но может хотя бы какие-то воспоминания, моменты из жизни показать, вон жена фотоальбом начала смотреть! Ну!… А, это просто так, ну чтоб чем-то занять актрису, потому как сцена на этом и заканчивается. Ну хорошо, в топку сантименты и ностальгию, жена страдает — ей очень плохо, она жить не хочет, о чём сообщила мужу, так может вот она Любовь. Он, обливаясь слезами, обсуждает с ней способ ухода её из жизни! Да нет же! Ну банально ведь, Любовь по Ханеке — это такое своеобразное садо-мазо шоу, где, чем хуже всем — тем лучше режиссеру. Кстати о банальности — банальнее финала и придумать себе сложно, в конце фильма муж делает то, что должен был сделать ещё в начале.

    Игра актёров. К ним претензий нет, сыграно всё реалистично.

    В целом фильм… полезный. Для меня это наглядный пример того, почему не стоит доживать до старости. Если таковой была главная задумка Ханеке — то он блестяще реализовал эту идею. Причём здесь Любовь, я так и не понял. Два старика, у которых кроме друг дружки никого нет, доживающих свой век — видимо вот она где спряталась, Любовь. Сюжет и сценарий мне не понравились.

    6 из 10

    10 февраля 2013 | 13:40

    Любовь — чувство, которое невозможно передать человеку. Только пережив это, человек способен понять: что это такое? В данном фильме Михаэль Ханеке не стал придумывать историю а-ля» Ромео и Джульетта», он взял за основу самое главное качество любви — верность. Следовательно, верность должна олицетворять преданность обоих супругов, и поэтому Ханеке предоставил нам ситуацию для размышления — любовь до старости. Фильм абсолютно аскетичен во всех отношениях, так как Ханеке хотел изобразить жизнь мирскую старых людей, живущих в тихой и спокойной обстановке, где в течение всего фильма и бурлят внутренние страсти героев. Я даже не склонен называть этих людей героями — это не то слово — скорее просто людьми, которые прожили достойную жизнь, соблюдая нравственные принципы.

    Конечно, с точки зрения профессионализма Ханеке — безусловный мастер и это видно в течение всего фильма. Он сделал фильм предельно откровенным, личным, если хотите; чего стоят глаза такой прекрасной женщины, как Эммануэль Рива, именно там, в глазах, кроется тайна той самой любви, которую Ханеке хотел изобразить. По сути тот пронзительный взгляд и есть «материал» для размышлений, который в фильме объясняется предельно понятно и аккуратно. Я потрясен тем фактом, что это происходило все в одном доме — это как реальный мир, но зритель должен понимать, что каждая комната этой квартиры, достаточно большой между прочим, подразумевает собой определенный мир для этих людей. Но перейдем к анализу работы этих замечательных артистов, проделавших колоссальный труд в фильме.

    Эммануэль Рива — честно признаюсь, не видел с ней фильмов до этого вообще, но и одной картины достаточно, чтобы узнать актера, в данном случае актрису. Я уверен это ее самая сложная работа в кино, она поражала меня весь фильм своей потрясающей игрой, тем более, что я сам знал таких же людей, одну из которых она сыграла на экране. Искренность била через край, и это заставляет тебя понять, что искренним ты бываешь только с любимым человеком. Я уверен, что американская киноакадемия, была равнодушна по отношению к этой актрисе, потому что сама роль заставляет обратить внимание, вдобавок еще преклонный возраст, в совакупности все это свидетельствует о том, что Америка страна «Молодого кино».

    Жан-Луи Трентиньян — повторюсь, что он тоже для меня открытие. Смешно звучит, человеку 82 года, а он для меня открытие! Он проделал невероятную работу, как актер, постарался на славу.

    Ну и сама, еще раз повторюсь, аскетичность фильма, его прямолинейность, не в буквальном смысле конечно, была как раз кстати и именно этими качествами режиссер Ханеке сумел показать всю бытовую обстановку старых людей, любящих друг друга всю жизнь. Коснулся режиссер также и проблемы непонимания друг друга разных поколений. Персонаж дочки героев на самом деле противоречивый человек, понимаемый Ханеке как образец, что ли, толерантности к своим родителям. Катарсис, безусловно, охватил меня кинематографическим приемом, беззвучным концом фильма, словно и жизнь в этом доме прекратилась навсегда. Но это не так. Жизнь продолжается только тогда, когда человек любит. Ведь любовь — это вечность, а вечность хранится в любви.

    9 из 10

    30 июля 2013 | 02:43

    Он лежит на небольшой кровати, позади которой покоятся давно прочитанные им книги. Он неподвижен и практически бездыханен, со стороны может показаться, что это всего лишь труп со всё ещё открытыми глазами, но нет — он вдруг напряжённо зашевелился, будто ожидая чего-то. Ещё мгновение и он вскакивает с постели, но не в силах удержаться на ногах садится в недоумении. Этот звук посуды, это журчание воды, чем ближе к кухне — тем отчётливее слышно. И вот Жорж видит свою любимую. Её щёки как обычно пылали — гора посуды возле неё была уже вымыта. Казалось, что все дела были сделаны. Повседневным тоном Анна сказала, что Жорж может обуваться. Он не мог её ослушаться, всё было как надо. Пройдя по старому паркету в прихожую, Жорж стал обуваться. На мгновение он застыл, смотря на неё, по традиции он помог ей надеть пальто, и она, будто прихрамывая, отправилась к двери. Он почти забыл о своём пальто, опомнившись лишь тогда, когда она напомнила ему об этом. Дверь захлопнулась, свет погас, и квартира со старомодным интерьером опустела.

    Европа любит такие картины, ценит и дорожит ими. Потому что сама ощущает себя старой, праведной, интеллигентной, многое повидавшей, познавшей все сладости жизни, но мало кому нужной, кроме разве что своих учеников. И даже дети её будут убиваться не из-за ужасной болезни, а скорее из-за роскошных апартаментов, где проводит последние дни почтенная пара. Эта квартира — прекрасные альпийские горы, сочная зелёная трава бретонских лугов, золотой песок и голубое море Лазурного Берега — это всё то, чем гордится Европа, без чего она не может себя представить. На этой земле живут умирающие нации, делающие вид что внешний мир хоть как-то их интересует. На деле же Европа давно уже склонна к меланхолии и саморефлексии. Долгое время она в своём отражении находила лишь бугристые морщины, неприглядные черты и нелепые искривления. Но теперь, перед самым концом, она хочет взглянуть на себя с другой стороны, надевая розовые очки и упорно не замечая мира вокруг, она пытается утешить саму себя, но даже из этой затеи получается новая меланхолия и новая рефлексия. Целый континент продолжает думать и размышлять над своей долгой и славной жизнью, не выглядывая из окна такой уютной квартиры, не выходя из своего маленького мирка.

    Плохое забывается, Жорж многое забыл. Он уже не помнит издевался ли над ним его сверстник, после того как Жорж, рассказывая сюжет одного фильма, разрыдался посреди улицы. После всего прошлое выглядит прекрасным, но будущее таким неизбежным и позорным. Ох, это будущее, оно всегда бывает не таким, каким мы его себе представляем. Оно всегда хуже. Ханеке попытался взглянуть на своё будущее, невольно отождествляя его с будущим Европы, без прикрас, но и без традиционной для себя жестокости и пессимистичности. В итоге получился самый взаимоисключающий и душещипательный фильм, что есть у Ханеке: он и правдив и приукрашен, он и мягок и жесток, он и честен и фальшив. Картина — буквально самоцитата, но на этот раз основное и главное внимание сосредоточено не на детях, интеллигентных городских жителях, и не на семьях класса выше среднего, а на стариках, которые удивительным образом вобрали в себя все известные архетипы режиссёра, столкнувшихся с вполне естественными для их возраста проблемами. Теперь жизнь жестока, но не по вине людей, а по вине самой природы, что готовит людям такой вот горький и унизительный конец. И выход может быть только один — и он всё равно не будет достойным — и уж тем более не будет соответствовать христианским догматам. Такова жизнь по Ханеке, точнее, её конец.

    Уже за скобками рецензии можно упомянуть слово «любовь». Удивительно, но за всё время просмотра я лишь один раз подумал о любви. Из-за режиссёрской сухости и формалистских подходов её очень трудно углядеть. Практически невозможно, что, наверное, и к лучшему. Да и вообще, не думаю, что Михаэль Ханеке известный атеист, мизантроп, сторонник дарвинизма и всего того, на чём держится современная постхристианская Европа, задавался целью снять фильм именно о любви. Кажется, семидесятилетний режиссёр думал прежде всего о себе и представлял то, какой может быть его старость.«Любовь» в последнюю очередь о любви, но в первую очередь о взаимопомощи, самоотверженности, понимании, сочувствии и сострадании. В общем, о всём о том, без чего нельзя представить настоящую счастливую семейную жизнь. И в данном свете всё произведение воспринимается как одна большая самоуспокаивающая режиссёрская и культурологическая рефлексия на извечную тему неизбежного заката, но мастерски поставленная, гениально обыгранная и непривычно светлая, если рассматривать её с позиций анализа всего творчества автора.

    И, да, но так уж получилось, что это тринадцатая рецензия на «Любовь», и опубликована она 21.12.2012, да ещё и вдобавок ко всему состоит она из шестидесяти шести строк. Делайте выводы.

    9 из 10

    21 декабря 2012 | 14:15

    Тьма.
    Я здесь, ее здесь нет, дышит ужасом тишина.
    Мы пропали: нас, как зерна, трясет в своем решете Сатана.
    Я страдаю, страдает она, — и она от меня далека,
    От неё не дотянется ко мне ни слово, ни рука.
    Все, чем связаны мы, — это мрак, прерывающий всякую связь,
    Цепенящий мрак и чудовищная, безнадежная страсть.
    Вслушиваюсь: рядом нет никого, и страх овладевает мной,
    Мне чудится её голос в темноте ночной.
    Веет слабый ветер, и я, похолодев, молю, уже не веря:
    Боже, спаси её от гибели, вырви из пасти Зверя.
    Вновь я чувствую этот вкус, эту горечь смерти во рту,
    Вновь осилить не могу эту резь, эту лютую тошноту.
    Всю ночь я был один: я топтал виноград в давильне, шагая
    От стены к стене, взрываясь безумным смехом, изнемогая.
    Тому, кто создал глаза, нужны ли глаза, чтобы видеть меня?
    Тому, кто создал слух, нужны ли уши, чтобы слышать меня?
    Как грех ни велик, милость Твоя все же больше, ибо Ты благ.
    Нужно молиться: в этот час торжествует всесильный Враг.

    Поль Клодель — крупнейший религиозный писатель XX века написал это. И это молитва. О любви и о любимой. Заступительная и в то же время обжигающе безнадежная. Такая, когда молишься, но кажется, что в пустое небо, будто между тобой и Богом — тьма. Но молишься, потому что любишь, несмотря на грех, слабость, отчаяние, безысходность.

    И кино Ханеке во многом — тоже молитва.

    Страстная стихия текста Клоделя, на первый взгляд, уж слишком далека от стариковского шепота, шарканья, крика, всхлипа, бормотанья и вообще житья-бытья, которое режиссер столь достоверно (вплоть до однообразной еды и однообразного цвета жилища и одежды) воссоздает в фильме. Но все же видится сходство. Кино-то не про старость, а про души, а для них, как известно, старости нет.

    По большому счету, люди в фильме «Любовь» — мужчина и женщина — полностью очищены и распакованы, с них совлечены все покровы. Ни социальных функций и ролей, ни бытовых, ни, наверное, возрастных, ни идейно-мировоззренческих, ни каких-либо ярко выписанных психологических характеристик. Только души, чья оболочка-плоть так слаба, что почти исчезла, перестала иметь значение, растворилась в тишине молчания, расплавилась в правде подлинности. Митрополиту Антонию Сурожскому принадлежит мысль о том, что в минуты горя мы не наблюдаем за тем, как живем, забываем о тех, кто смотрит на нас, судит нас. И вот оно перед нами — это самое что ни на есть горе, и вот он — в полный рост, как на ладони — сокровенный, подлинный человек, углубленный до внутренних света/тьмы, без маски, без надобности быть кем-то, кроме себя, быть лучше, чем есть.

    Убеждена, многих именно эти подлинность и глубина в фильме могут устрашить и оттолкнуть не меньше, а то и больше физиологической достоверности предсмертного угасания, тлена, стариковской немощи, бреда и мычания боли.

    Старик Трентиньяна невыносимо подлинный, он не лжет, когда говорит Богу «Нет», а ей — «Да», спасая любимую от всего и всех — от боли, Бога, дочери, судьбы, случая, тела, отказавшегося служить и жить… Вот что страшно — это спасение, эта его свобода (освобождение), эта его любовь, познавшая что в любви мы любим не продолжение себя, не некое единое Мы (пусть даже этому Мы пятьдесят лет, прожитых вместе), а другого, неумолимо другого — с другой судьбой, с другим желанием (или нежеланием) жить, с неумолимо другой смертью.

    Прикосновения рук, касания душ, их почти сакральный шепот о всякой ерунде, о том, что было много того и сего, того и сего… Все это в фильме — не режиссерские искания любви (как часто ее именно ищут в кино и как редко находят). Это Встреча с ней! Столь же сильная и страшащая (в значении — удивляющая, сражающая), как и встреча со смертью. Сильна, как смерть, любовь (Песнь Песней). Да, так. Режиссер показывает нам встречу с истинной Любовью, не думаю, что для Ханеке в фильме она под вопросом. А вот ищет он через нее, посредством нее Бога, ищет так, как взыскуют последний и окончательный ответ. Находит ли? Или после долгой, бесплодной молитвы фильма, идущего наполовину наяву, наполовину в полусне, возвращает Ему билет, как когда-то герой Достоевского? Вот о Ком — исступленное, лунатическое, напряженное молчание фильма «Любовь». По атмосфере он сродни состоянию «тупик надежды». Оксюморон. Как и то, что, с одной стороны, Ханеке раскрывает сердце до слез, с другой — закрывает, забивая досками сдержанности, даже чисто формальной сдержанности (словесной, стилистической, композиционной).

    И когда Михаэль Ханеке только пришел в кино, и когда своими триумфами штурмовал Канны, многие обвиняли его в жестокости к зрителю. Упреки были приблизительно такими: зачем мучить людей (речь не только о героях), зачем предъявлять им непосильные требования, жать на запретные педали, зачем рассказывать ужасные истории… Его взгляд на мир и человечество твердый, беспощадный (ни уныния, ни слезливости, ни страха), он сродни тому, что нашел когда-то критик Михайловский в писаниях Достоевского — «жестокий талант». Тургенев высказался пренебрежительнее, но по смыслу очень похоже — «наш маркиз де Сад». Вот и у Ханеке нередко сквозит «десадовость».

    Но это кино… Оно словно из другого теста. Его снял не «жестокий талант», а милосердный талант, запутавшийся, хоть и все почти знающий, талант, снисходительно оставляющий себе и своему зрителю право на ошибку, на неверный выбор, на какую есть жизнь и любовь, тоже какую есть. Нравственный максимализм уступил место снисхождению. Перед нами уже не учитель и яростно сдержанный пророк, а собеседник, который (это особенно очевидно в сцене письма про птицу) сам не знает, как жить, думает вслух, предлагает вопросы, на которые только ищет ответ, но ищет бесстрашно, проявляя чудеса внутренней свободы, чудеса веры в то, что и мы будем искать…

    P.S. Мысли о «неумолимо другом» и о том, что подлинное иногда страшит и отталкивает, можно найти в «Школе молитвы» митрополита Антония Сурожского.

    2 апреля 2016 | 08:53

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>