всё о любом фильме:

Любовь

Amour
год
страна
слоган«Испытание чувств на закате жизни»
режиссерМихаэль Ханеке
сценарийМихаэль Ханеке
продюсерМихаэль Андре, Штефан Арндт, Алис Жирар, ...
операторДариус Хонджи
композитор-
художникЖан-Венсан Пюзо, Катрин Летерье, Сюзанна Ханеке, ...
монтажНадин Мьюз, Моника Вилли
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  706.9 тыс.,    Германия  251 тыс.,    Испания  166 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время127 мин. / 02:07
Жорж и Анна прожили вместе всю жизнь, рука об руку, постоянно заботясь друг о друге. Сейчас им за восемьдесят. Анна заболевает и ее жизнь начинает постепенно угасать: сначала отключается память, потом отказывается подчиняться тело, наступает паралич. Жорж пытается нанять сиделок, но с горечью понимает, что не может требовать от них душевной теплоты и искренности чувств. Оставив преподавание в консерватории, он всецело посвящает себя заботам о жене. Мужчина не может представить любимую в доме престарелых, о котором настаивает их взрослая дочь, время от времени навещающая родителей. Эти визиты — настоящее испытание для семьи, жизнь которой, казалось бы, протекла в гармонии и любви…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.90 (66 760)
ожидание: 82% (2079)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
182 + 13 = 195
8.7
в России
93%
26 + 2 = 28
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 65745 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    When I get older
    I will be there
    At your side to remind you
    How I still love you, I still love you.
    Когда я состарюсь,
    Я буду рядом с тобой,
    Чтобы напомнить тебе,
    Как я люблю тебя, по-прежнему люблю тебя.
    (Queen — Love Of My Life)


    Какие ассоциации вызывает у вас слово «любовь»? Ведь именно так называется фильм, который вы собираетесь посмотреть. Что рассчитываете там увидеть? Поцелуи под луной? Пылкие признания? Страстные ночи? Радостные встречи и слезные расставания? Если так, то я вас разочарую — фильм не об этом. Хотя, он все-таки о любви. Он о той любви, о которой сегодня говорить как-то не принято, даже неприлично. Считается, что слово «любовь» вроде даже неприменимо к людям годам эдак после 50… Это может быть что угодно — уважение, взаимопонимание, энное количество совместно прожитых лет. Привычка, в конце концов. Но любовь?!

    «У стариков не просто отняли право любить… у них отняли право восстать против этого мира, мира, который откровенно уничтожает их, делает их беззащитной жертвой малолетних преступников, а потом сваливает в гнусные богадельни, где над ними глумятся и издеваются безмозглые санитары. Но старикам нельзя бунтовать: бунт — как и сексуальность, наслаждение, любовь… — тоже привилегия молодых… Со стариками вообще обращаются как с мусором, им оставляют лишь право влачить жалкое, условное, все более ограниченное существование». (М. Уэльбек, «Возможность острова»).

    Этот фильм о неприглядной изнанке любви. Мы приходим в этот мир, причиняя боль и страдания человеку, дающему нам жизнь. И уходим из него, причиняя боль и страдания людям, которых этот мир дал нам в спутники. Так устроена жизнь. Мы часто забываем о колесе времени, что есть точка входа и точка выхода, (или ухода, если хотите). И что выглядят они весьма непривлекательно. Рождается не милый розовый пупс с длинными ресницами и ямочками на пухлых щечках. Рождается сморщенное, синюшное существо, в крови и слизи. Оно еще не может говорить и криком сообщает о своем нежелании приходить сюда. Но мы его уже любим. А умирает (если иметь в виду естественную кончину по возрасту) не знаменитая оперная дива, не президент страны, не великий ученый, не популярный писатель, не сосед по лестничной площадке, не водитель такси, и даже не мама. Умирает ссохшееся тело, с выпавшими зубами и потухшим взором. Иногда оно уже не может говорить. Часто ходит под себя. Никого не узнает, но судорожными стонами пытается что-то сказать… А ведь мы еще помним, как любили то, что в итоге стало этим существом. Вот в этом трагедия. Мы приходим в этот мир и уходим из него беспомощными. Такова жизнь. Что можно с этим поделать? Просто быть рядом. И еще, наверное, делать то, что подсказывает любовь.

    Кто уже смотрел фильмы Ханеке, тот знает — все, что делает Мастер, гениально, глубоко, психологично. Кто не смотрел — обязательно посмотрите. Несмотря на присутствие смерти и упадка, для меня его последний фильм какой-то светлый. Наверное, от того, что свет лучится в затухающих глазах прекрасной женщины, которая в отдельные проблески угасающего сознания всеми силами борется за свою любовь, пытаясь сохранить в любимом человеке воспоминания о «другой» себе. Свет и в затуманенном слезами и болью взгляде мужчины, наблюдающего, как уходит его любовь, не в состоянии противостоять надвигающемуся хаосу. Свет льется из огромных окон квартиры, которая раньше была наполнена смехом, музыкой, разговорами «по душам», а теперь как будто замерла в ожидании того, что должно здесь произойти. Этот свет по сути и есть любовь, которая наполняла, оживляла и освящала пространство двоих, их мир. Мир, в который нет доступа чужакам. А чужие — это и дочь, и соседи, и социальные работники, и бывшие ученики. Все они не понимают и никогда не смогут понять — почему так? Им страшно, они прячутся за свои обязанности, условности, слова приличия. Этим людям кажется, что они должны что-то сделать. Но они ничего не должны, кроме как оставить в покое этих двоих. Ибо только они знали, как им жить. И как умереть.

    P.S. О всемирном признании этого шедевра говорит букет многочисленных призов и наград. Потрясающие актерские работы Жана-Луи Трентиньяна и Эмманюэль Ривы! Каково было делать этот фильм людям, самим стоящим у крайней черты! С одной стороны, только они могли наиболее близко передать все ощущения. А с другой стороны — страшно! Все мы там будем. Поэтому, умоляю и требую посмотреть.

    10 из 10

    26 апреля 2013 | 16:36

    Привыкли мы к любовным историям, где на экране бегают слащавые подростки и выпрыскивают друг на друга свои вездеиграющие гормоны. В кинотеатры у нас ходят молодые люди от 15 до 25 лет, поэтому и снимают именно такие пошловатые незамысловатые молодёжные любовные истории, чтоб им угодить и срубить быструю денежку.

    Но, как известно, любви все возрасты покорны. А ещё известно, что кино — это, прежде всего, искусство, и очень жаль, что в погоне за прибылью наши режиссёры и продюсеры об этом забывают, очень жаль…

    Но вот Михаэль Ханеке об этом не забыл и создал картину о поздней и бессмертной любви по всем канонам киноискусства и киноэстетики.

    «Любовь» — это кино о двух пожилых людях, которые уже вырастили детей и теперь живут одни в своей квартире. Казалось бы, о чём здесь говорить, что показывать: ну заботятся друг о друге, ну по-стариковски ворчат время от времени, ну вспоминают былые годы, — но это же неинтересно для нас «молодых и жаждущих перемен»!

    Но на деле перед нами разворачивается очень живая и очень трогательная история любви.

    Случается, что жизнь играет с нами злую шутку, отказывают ноги, руки или ещё что-нибудь, и мы становимся беспомощными и беззащитными. Таковой стала и главная героиня этого фильма. В таких обстоятельствах мы становимся особо чувствительны и восприимчивы ко всему. Любое неосторожное слово, косой взгляд или жест могут нанести нам серьёзную душевную рану. Жалость к нам со стороны окружающих мучительна, помощь невозможна, а время уже не лечит. Мы становимся обузой для окружающих, и это ещё больше сводит нас с ума и толкает на отчаянные поступки.

    Любовь между героями фильма не ослабевает ни при каких обстоятельствах. Она любит его и хочет облегчить его мучения с ней, а он любит её и хочет мучиться с ней. Она превращается в маленького ребёнка, а он — в любящую мать. Их грозятся разлучить домом престарелых, а они закрываются от всего мира и остаются наедине друг с другом и своей любовью. И нет преграды, которую бы они не преодолели вместе, ведь они обладают величайшей силой на земле — силой Любви… настоящей любви.

    То, что происходит в конце фильма, я не могу оправдать ничем, этому нет оправдания, это я вам как нормальный человек говорю. НО! С точки зрения их мира, мира, в котором существуют только ОН и ОНА, это вполне логично и закономерно. Не судите их своими мерками, не смотрите на них своими глазами. ОНИ есть ЛЮБОВЬ; любовь, которую невозможно разделить, осудить или увидеть. Это нечто святое, высокое и очень личное. Не судите их, не жалейте, не боготворите, а просто любите! Любите и всё!

    8 ноября 2012 | 03:48

    Мы, пришедшие из города звуков, картинок, красок и суеты, мы, привыкшие к интриге, острому трагизму, яркому экшену или невероятному сюжету, мы, ищущие смысл, разбирающиеся в чувствах, философствующие о жизни — вот такие мы попадаем в тишину, из которой к нам приходит настоящая жизнь…

    Хочется говорить о всех деталях: о голубе, о воспоминаниях из детства, о игре на рояле, о сне, о громком «Мама!». Но важно лишь, как умело вплетены они в крайне статичное повествование. Тягучая, как сама старость, история не заставляет задуматься о сути, о смысле, потому что он ясен, предельно понятен, даже можно сказать, прост и банален. Поэтому нам надо лишь чувствовать. Вслед за героями проходить их путь. Его можно назвать жестоким, но это не так. Это обычная дорога жизни. за тем лишь исключением, что они смогли пройти ее так, как могут не многие. Два слова о любви за весь фильм и два часа самой любви.

    Сам режиссер как бы дает нам подсказку, как смотреть его кино — «я не помню, о чем был фильм, но я помню, что чувствовал… и чувства были даже сильнее, когда вспоминал». Герои показали возможность сохранить чувства — благодаря своей памяти, ведь не важно, кто что сказал, важно лишь, что чувствовал. И зритель чувствует.

    Довольно статичный сюжет помогает глубже уйти в ощущения. Минимум музыки не крадет внимание, приближает к реальности. Актеры не удивили, не порадовали, не восхитили, они просто сделали свою работу. на высшем уровне. В фильме мы увидели действительно превосходных актеров. Тут нечего и говорить.

    Не мало важно и то, что фильм отпустил. Как двинулись дальше герои, так и мы, погрузившись в тишину, из которой все началось, смогли вернуться к себе, в свой мир.

    И мы продолжаем свою жизнь. И дай Бог, в конце чувствовать любовь, наполнившую всю нашу жизнь.

    10 из 10

    26 июля 2012 | 02:01

    Когда-то Жорж и Анна (Трентиньян и Рива) оба преподавали музыку, а теперь, с наступлением преклонного возраста, прочно обосновались в уютной парижской квартирке. Но покоя как не бывало буквально за одну ночь: вечером божьи одуваны побывали на концерте у бывшего ученика, а наутро у Анны за завтраком случается паралич. Квартирка превращается в ад.

    В том возрасте, когда все либо впадают в маразм, либо начинают высасывать идеи из пальца, легендарный австриец совершил нехилый финт ушами. «Любовь», ага. «Любовь». И это от того самого Ханеке, у которого пианистка-садомазохистка нюхает салфетки со спермой и режет клитор, а немецкие детишки устраивают массовую детерминацию. И тут на тебе — «Любовь». Но не все, как говорится, так просто. Будучи до мозга костей мизантропом и, парадоксально, гуманистом, ненавидящим все живое, Ханеке, разумеется, не был бы Ханеке, если бы не снял фильм о любви как о насилии над личностью. На протяжении двух непривычно тихих даже по ханекеевским меркам часов на экране творится такое, что вкратце можно описать как «Трентиньян залюбил до смерти Риву». Техника незаметного кромсания души на куски, которая и без того уже была отточена австрийцем до совершенства, в «Любви» срабатывает с двойной силой — режут тут без анестетика и не особо церемонясь. Удивительно, но первый фильм Ханеке с рейтингом PG-13 действует на нервы зрителя в разы виртуозней, чем какой-нибудь случайный бездумный хоррор с кишками и матом через слово. «Любовь» могла бы быть пьесой, даром что играет три, простите за каламбур, калеки (помимо грандиозных супругов здесь еще есть Юппер, которая играет их дочку и периодически забегает на огонек, чтобы спросить: «В чем дело?»), но именно в ее киновоплощении она работает как надо: потусторонняя тишина, выстраданный Шуберт, мертвое освещение, дубовая камера. Проходит сто двадцать минут, по лицу текут слезы, по экрану бегут титры. Любовь, говорите? Любовь ведь тоже убивает.

    10 из 10

    3 декабря 2012 | 00:22

    Любовь — штука неоднозначная. Это как монета с двумя сторонами. На одной из них радость и счастье, на другой — горе и печаль. Они соседствуют друг с другом, хоть и отличаются сильно. Они преследуют друг друга, сменяясь как день и ночь. Героям фильма «Любовь» предстоит испытание второй стороной этой монеты. И, видимо, им не впервой переживать беды — уже много лет они вместе, и дочка подросла и живет уже своей жизнью. Жизнь течет тихо, мирно, ничто не предвещает беды.

    Но то, что им придется испытать на этот раз, окажется куда сложнее, чем то, что они переживали ранее. Старость дает о себе знать, и время при этом неумолимо продолжает двигаться вперед. Светлая полоса в жизни сменяется темной, и темной настолько, что конца и края не видно. Как поступят герои фильма в данной ситуации, когда осознание того, что жизнь может закончиться, настолько сильно — вот в чем главная и, наверное, единственная интрига фильма.

    Сразу скажу, что картина эта грустная и тяжелая. Слишком впечатлительным советую не смотреть — потом пару дней отходить будете, в лучшем случае. Фильм идет неспешно и без всякого экшена и технических изысков. Камера практически все время статичная, лишь изредка меняются ракурсы или угол обзора. Музыка порадовала — прям пробирает иногда. Что до актерской игры, то Эмманюэль Рива по праву удостоилась номинации на «Оскар» — в ее персонажа реально веришь. Сыгравший ее супруга, Жан-Луи Трентиньян, со своей ролью также справился отлично.

    «Любовь» совершенно точно кино не для всех — вполне вероятно, что часть зрителей и до середины не досмотрев, уйдет. Мне же фильм скучным не показался, хотя и говорить, что «время пролетело» я не стану. Но лично я, после всех хвалебных отзывов, и после номинации картины на «фильм года», ожидал если не большего, то, скорее всего, попросту другого. Фильм оказался не таким оригинальным и необычным, как я думал. И поэтому от меня только

    8 из 10

    7 сентября 2013 | 11:40

    Пожилая интеллигентная пара возвращается вечером из театра, их размеренная совместная жизнь приближается к своему неизбежному финалу, но оба остаются подчеркнуто вежливы друг к другу. На следующий день во время завтрака у Анны (Эммануэль Рива) случится небольшой приступ, которому сама она не придаст значения. Однако дальше будет только хуже. Анна будет вынуждена пересесть в инвалидную коляску и в какой-то момент, когда все еще будет не так плохо, она попросит у мужа (Жан-Луи Трентеньян) не мучить их обоих и добровольно уйти из жизни. Но он, до конца не осознавая и не принимая случившегося, полностью возьмет на себя бремя заботы о больной жене.

    Семидесятилетний Михаэль Ханеке второй раз подряд получает самый престижный приз авторского кинематографа — Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля (предыдущий фильм режиссера «Белая лента» был отмечен в 2009 году). Нужно ли говорить, что такое случается крайне редко и само по себе является экстраординарным событием в мире кино. Тем не менее, на этот раз «Любовь» совершенно отличается от предыдущих работ Ханеке, наиболее часто обращающихся к теме человеческой жестокости во всевозможных ее проявлениях. Новый фильм при этом тоже может быть жестким, но настолько, насколько жестка бывает порой реальность. В нем абсолютно нет ничего провокативного или грубого, наоборот, Ханеке снял наиболее личную историю взаимоотношений двух пожилых супругов на определенном жизненном этапе.

    Изначально свой фильм Ханеке задумывал под конкретных актеров, именно для них создавалась эта история и сказать, что они в фильме хорошо играют у меня не поворачивается язык. И Эммануэль Рива и Трентеньян скорее проживают своих героев, проживают те ситуации, когда продолжать жить оказывается гораздо труднее, чем сдаться. Вместе с ними проживает фильм и зритель и для особо впечатлительных людей, которые всегда максимально переживают за героев, сострадают им и даже примеряют на себя все их поступки и эмоции, для них просмотр «Любви» будет тяжелейшим испытанием.

    Что касается смыслов, заложенных режиссером, то «Любовь» оказывается на удивление проста. За исключением голубей, как известных предвестников смерти и финальной сцены, в нем нет какого-то сложного символизма, все в нем работает скорее на эмоциональном уровне. Формально Ханеке ни разу не упоминает ни об эвтаназии, не затрагивает никакие религиозные представления о смерти, однако все эти вопросы невольно будут всплывать в процессе просмотра. Где та грань, когда человек прекращает жить и начинает мучиться жизнью? Имеет ли он право на достойную смерть или должен до конца пронести уготованную ему судьбой ношу? И что делать в таком случае близким этого человека, которые страдают зачастую не меньше самого больного?

    Фильм Ханеке относится к тем фильмам, просмотр которых сродни тяжелой и зачастую неприятной внутренней работы над собой. Советовать к просмотру такие фильмы не принято, но, зная о них, каждый может решить для себя нужно оно ему или нет.

    4 ноября 2012 | 14:28

    Любовь… ее невозможно описать словами. Это чувство, живущее внутри человека, которое наполняет его счастьем, светом и теплом и в то же время может причинить невыносимую боль. Любовь может изменить все вокруг. Это дар, который человек должен беречь внутри себя.

    Михаэль Ханеке знает, что такое любовь. Он показал ее в отношениях пожилой пары, Жоржа и Анны, которые вместе прожили долгую счастливую жизнь. Когда Анна заболевает и небольшими шагами начинает приближаться к концу своего пути, Жорж ухаживает и заботится о ней. Это еще одно испытание напоследок, которое их любовь обязательно преодолеет. Разве не такой должна быть любовь? Бескорыстной, нежной, трогательной, сильной… Сейчас люди так легко разбрасываются этим драгоценным словом, не понимая его истинного значения. Посмотрев фильм, начинаешь по-другому смотреть на окружающий мир. Все проблемы кажутся не столь важными, потому что начинаешь понимать, что на самом деле ценно. Как важно иметь человека, который в тяжелой ситуации не бросит, сможет протянуть руку помощи, подарить заботу и теплоту. После просмотра так и хочется задать вопрос: почему людям необходимо умирать? Ведь то, что показано в картине, происходит в нашем мире каждый день. Сколько горя приносит с собой этот момент, который рано или поздно наступит в жизни каждого человека. Когда человек проживает свои последние бесценные дни, он словно увядающий цветок, в котором жизнь с каждым днем медленно угасает.

    Тихая, спокойная, умиротворенная атмосфера. Кажется, будто все замерло на один миг, и только время продолжает свое движение. Операторская работа глубоко подчеркивает события, показывая постепенное угасание жизни в небольшой уютной, просторной и светлой парижской квартире. В фильме нет резких движений камеры, в основном, фокусируясь на персонаже или на определенном объекте, она замирает, показывая жизнь героев. Голубь как символ умершей души, показанный в конце фильма, имеет важное эмоциональное значение. Красивый, одновременно печальный и счастливый, трогательный конец. Невозможно сдержать слез! После просмотра кажется, будто ты прожил целую жизнь с главными героями со всеми ее радостями и горем. Фильм потрясает настолько, что после титров его невозможно выбросить из головы. Это настоящий фильм — жизнь о любви, такой, какой она должна быть…

    «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.» (с)

    3 декабря 2012 | 13:33

    Содержательной стороной «Любовь» резко выбивается из фильмографии австрийца Михаэля Ханеке. До сего момента практически в каждой своей работе режиссер поднимал вопрос о природе человеческой жестокости, показывая насилие в разных его проявлениях и затрагивая психологическую сторону этого дела.

    В новой кинокартине он раскрывает тему любви, и делает это с довольно нестандартного ракурса: через старость и испытания. Правда, если присмотреться, некоторая жестокость в фильме присутствует, но только не человеческая, а природно-организменная: опоптоз клеток необратим; старение и немощь не минуют, если твоему хронологическому возрасту посчастливилось перевались за шестой десяток. Глаза перестают видеть, уши — слышать, суставы гнутся с трудом и т. д. Приятного мало, но человек ко всему привыкает и, несмотря ни на что, жизнь продолжается.

    И это вовсе не та сторона медали, на которой автор акцентирует внимание, в противном случае фильм, вероятно, назывался бы «Старость», а не «Любовь».

    Про любовь здесь не говорят, всё подается тоньше: она чувствуется в каждом поступке героев, эмоции и переживания которых, красочно передает блестящая игра актерского тандема Трентиньян — Рива.

    Жорж и Анна — в прошлом преподаватели консерватории, — прожили вместе счастливую жизнь, вырастили дочь. Имеют обеспеченную старость и общие интересы к литературе, музыке, искусству. Однажды у Анны случается инсульт, а неудачная операция приводит к параличу тела. Жорж обещает супруге, что она не окажется в больнице или доме престарелых, и берет на себя все тяготы ухода за ней.

    Тяжко видеть, как главная героиня из крепкой пожилой леди постепенно превращается в немощного человека, не способного передвигаться и разговаривать, как мучается муж, видя свою жену беспомощной, и еще от того, что не может ей ничем помочь, кроме как быть рядом и заботиться. А это ведь это европейская чета интеллигентов, которые могут позволить себе сиделку раз в 2 дня, установку ортопедического матраса с подъемником, принос продуктов на дом и прочие удобства. У меня же перед глазами постоянно возникала проекция показанной ситуации на российскую обыденность с ее крошечной пенсией и всеми вытекающими отсюда ужасами. Правда, у нас считается, что долг детей — заботиться о пожилых родителях. И счастье, если так происходит на самом деле, если детям хватает терпения и любви для этого, если пожилые люди не брошены в свои последние дни. У нас такое кино мог бы снять Звягинцев, лет эдак через 30. Ибо до этой темы надо «дорасти», как 70-ти летний Ханеке.

    Смотреть на такое в кинотеатре было необычно. Особенно нам, привыкшим к зрелищно-попкорновым фильмам со всеми прелестями Dolby Digital. А это кино интимно. Будто невольно подсматриваешь за чужой жизнью. В зале было очень тихо. Лишь парочка тинейджеров извертелась на своих местах, видимо, по названию ожидая увидеть молодежный ромком. Жестокий Михаэль их разочаровал (сардонический смех). Впрочем, вскоре и они утихли.

    Для полноты погружения в атмосферу фильма, смотреть его рекомендую в тишине и одиночестве.

    В «Любви» Ханеке не изобретает велосипед, а простым примером показывает, что такое сила духа и любовь, та самая, которая «долготерпит, милосердствует…» и, подпитываясь доверием, пониманием и преданностью, выдерживает испытание тяжелой реальностью, и утверждает жизнь, даже находясь на пороге смерти. Эта жизнеутверждающая нить настолько ощутима, что последние душераздирающие действия Жоржа гармонично вплетаются в канву фильма, и мысли, что им двигало не сострадание, а что-то другое, не возникает. Напоследок, как вуаль, падающая на всю историю, — иррациональная сцена ухода главного героя. И уже потом, как постскриптум: в опустевшую квартиру входит дочь, окидывает увядшим взглядом знакомые, еще недавно хранившие в себе тепло родительского очага стены, садится в кресло.

    Титры. Браво! Золотая пальмовая ветвь, etc.

    У Ханеке получилось взять высокую планку и превзойти самого себя — снять потрясающий фильм об обыденном, и сделать это мастерски — просто и беспристрастно рассказать самую обыкновенную историю, не впадая в сентиментальность и не пытаясь выжать слезу у зрителя.

    На финальных титрах в зале стояла оглушающая тишина, люди вставали с мест бесшумно и уходили молча, потому что «на прощание — ни звука, только хор Аонид, так посмертная мука и при жизни саднит».

    10 из 10

    16 января 2013 | 12:03

    Знаете ли вы, что такое старость? Только тот, кто сам старел — знает. В фильме Михаэля Ханеке Любовь нас оставят со старостью наедине. Хотя, возможно, тяжело больной и старый человек никогда не найдет общего языка с молодым и здоровым. Они видят жизнь по-разному — отдельно друг от друга.

    Почти все события фильма, за исключением начальной сцены в театре, происходят в одной квартире — затхлой квартире, в которой чувствуется старческий запах и запах разложения. Мы можем представить себе идею так — до театра жизнь главных героев, которых играют Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива, течет хоть и не так ярко и свежо, как в молодости, но достаточно неплохо. После театра начинается упадок, который, ожидаемо, приводит к трагедии. Оказывается, что кто-то взломал замок их размеренной жизни и проник к ним в квартиру. Новый гость. Голубь.

    Любовь, не смотря на название, сложный фильм — не красивый и не романтичный. Рива была более, чем достойна Оскара за эту роль — за великолепное исполнение и за смелость — сыграть тяжелую болезнь и угасание для совсем не молодой актрисы, по-моему, это сложно не только в психологическом плане, но и в физическом. Она его не получила. Я думаю — это было совсем не справедливо. Но зато Эмманюэль Рива очень повезло в другом, первый же фильм в котором она снялась был гениален.

    Боитесь ли вы старения? Болезней, которые могут обступить вас в этом возрасте? Страх старости — в этом смысле, картина, своей подробностью и повседневной простотой, производит такое большое впечатление, что, возможно, стоит всех слабонервных пожилых людей, озабоченных этой темой, попросить обойти фильм стороной. А рейтинг 16+ поменять на 70-. У фильма есть свое особое настроение, можно сказать, что он излишне суховат и даже отталкивает, будто жизнь стариков. Только не подумайте, что это режиссерская неудача. Без натурализма тяжело обойтись, когда снимаешь драму о старости. Старый человек сильно зависит от своего тела, ему трудно воспарить над действительностью. Любовь и смерть идут здесь очень близко. Но может ли любовь жить так близко со смертью? Ведь смерть исключает любые проявления жизни.

    Знаете, я не верю, что любимого человека можно убить — с ним нужно жить. Но это твердое «нет» постепенно истончается, когда подходишь к горизонту. Так же, как черная дыра искажает пространство и время, близость смерти искажает все наши представления о человеке и его чувствах. Даже свет не может вырваться. Миллионы солнц на площади становятся… перестают быть. И не нужно осуждать — нужно понять, что нет единых правил человеческого бытия, понятных всем. Бытие — определяет сознание, а сознание — бытие. Замкнутый круг.

    Жизнь Жоржа и Анны была музыкальной, поэтому нет отдельного музыкального сопровождения для фильма. Они надеются, что все еще может быть по-старому, но в глубине души понимают, что не будет — и страдают. Постепенно, понимание неизбежного перерастает в агонию. Это тот этап, когда человек вынужденно считает процесс умирания своей главной задачей. Все остальное практически исчезает из его сознания. Сопротивление бесполезно и любые морально-этические вещи перестают, наконец, играть свою роль. Природа нейтральна, а жизнь ни добра и ни зла.

    Да, если очень постараться, то тут можно найти и горькую иронию, и даже черный юмор. Это ощущается в беспомощности людей перед надвигающимися силами природы — они никак не поймут, что случилось и что с этим делать.

    Постепенно оба старых человека исчезают — их время прошло. Всё. И не надо никого обманывать и притворяться, не надо ностальгировать и надеяться на вечную жизнь. Смерть ведь всегда порождает тему бессмертия. А Ханеке атеист.

    9 из 10

    24 июля 2013 | 15:43

    Бывают детские фильмы, молодежные, взросло-рассудительные, а бывают и стариковские. Их гораздо менее, нежели первых, ибо аудитория кинозалов диктует свои законы. И поэтому, попадая по кинофестивальным рекомендациям или социальным телепоказам, мы смотрим их через призму отношения к подошедшим к черте, за которой вечная пустота. Представим, что на старт стометровки выходит несколько спортсменов и восьмидесятилетняя бабушка, через десяток секунд молодежь финиширует, через пару-тройку минут к ним присоединяется старушка, утопая в искренних бурных аплодисментах публики и почетных кубках и титулах от организаторов. Спортивный результат в данном случае — дело шестнадцатое, правда, ведь.

    Фильм «Любовь» австрийского режиссёра Михаэля Ханеке — классическая стариковская (пусть будет аксакальская) лента. Три персонажа, младшему из которых под шестьдесят. Сам создатель картины тоже отпраздновал седьмое прожитое десятилетие. В шахматах достигших такой возрастной планки уважительно величают сеньорами, в научных кругах одаривают титулами почётных академиков, в кинематографических вручают премии из разряда «за большой вклад…».

    Весьма пожилая супружеская чета завершает свой жизненный путь. Анна угасает на глазах, теряя память, контроль над организмом, разум. Жорж отчаянно пытается оградить жену от холода внешнего мира, не подпуская к умирающей никого, даже родную дочь. Два часа возрастающих старческих мучений интеллигентной семьи в исполнении известных Жан-Луи Трентиньяна, Эмманюэль Ривы, Изабель Юппер просто обречены в силу той самой призмы просмотра быть оценены по самому высшему разряду, что и подтвердилось редкой коллекцией Оскара, Глобуса, Канн, Сезара, Британской и Европейской академий. Даже трудно вспомнить другую такую уникальную картину.

    А ведь в фильме, если вынести за скобки неотвратимость конца жизненного бытия, ничего и нет. Теоретик кино Роберт Макки пришел бы в ужас от игнорирования множества законов успешности кино. Затянутость крупных планов и гипертрофированная камерность, предсказуемость сюжета и отсутствие сценарных конфликтов (по сути, только один — финальный поступок мужа). Даже художественную символику, так любимую фестивальным артхаусным кино, здесь практически не встретишь. Разве что голубь, которого ряд критиков посчитали душой жены, а кое-кто даже и свидетельством одобрения небес действа мужа. И открытый финал исчезновения старика, уходящего под руку с любимой в вечность, недоступную в жизненной суете.

    Будем откровенны, у многих ли фильм стал любимым, пересматриваемым? И дело ведь не только в тяжести неизбежности смерти. Многие картины («Белый Бим, Чёрное Ухо», «Баллада о солдате», «Гран Торино») имеют ту же тональность. А советские ленты «Последний месяц осени», «Послесловие», «Вы чьё, старичьё?» Иосифа Хейфица, даже мейнстримовый «Дневник памяти» не в пример художественней окунают в тематику человеческого заката, нежели обласканная премиями, но не ставшая народной «Любовь». Да и была ли любовь, ведь старческая немощь и слабоумие не редкость в повседневной жизни, за моей парализованной соседкой несколько лет ухаживала невестка, моего одряхлевшего деда который год смотрят его дети, у многих похожая жизненная ситуация. И ведь никто не поднимет руку на немощных, из человеколюбия прерывая их страдания. Это грех не только по религиозным понятиям, никогда насильственная смерть не должна быть благом, не человеку решать эти вопросы.

    Каждому рано или поздно придётся подойти к черте, перед которой проблемы школьной оценки, сорванного свидания, упущенной выгодной сделки или нахождения у власти не того политика исчезают, словно аромат свежевыпитого кофе. Хорошо, если встретиться с равнодушными глазницами поможет любовь близких. Но это чувство редкоземельно, как металл иттрий. Берегите родных.

    12 января 2014 | 22:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>