всё о любом фильме:

Любовь

Amour
год
страна
слоган«Испытание чувств на закате жизни»
режиссерМихаэль Ханеке
сценарийМихаэль Ханеке
продюсерМихаэль Андре, Ганс-Вольфганг Юрган, Беттина Рейц, ...
операторДариус Хонджи
композитор-
художникЖан-Венсен Пузо, Катрин Летерье, Сюзанна Ханеке, ...
монтажНадин Мьюз, Моника Уилли
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  706.9 тыс.,    Германия  251 тыс.,    Испания  166 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время127 мин. / 02:07
Смотрите на ТВ:
Четверг, 17 апреля в 20:50 на канале «TV XXI»
Жорж и Анна прожили вместе всю жизнь, рука об руку, постоянно заботясь друг о друге. Сейчас им за восемьдесят. Анна заболевает и ее жизнь начинает постепенно угасать: сначала отключается память, потом отказывается подчиняться тело, наступает паралич. Жорж пытается нанять сиделок, но с горечью понимает, что не может требовать от них душевной теплоты и искренности чувств. Оставив преподавание в консерватории, он всецело посвящает себя заботам о жене. Мужчина не может представить любимую в доме престарелых, о котором настаивает их взрослая дочь, время от времени навещающая родителей. Эти визиты — настоящее испытание для семьи, жизнь которой, казалось бы, протекла в гармонии и любви…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.80 (51 785)
ожидание: 81% (3065)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
178 + 13 = 191
8.7
в России
93%
25 + 2 = 27
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 67561 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я ожидал от этого фильма чего-то вроде «Жили они долго и счастливо и умерли в один день». Начало картины Михаэля Ханеке, кажется, именно к такого рода фильму и подготавливает зрителя, но уже в конце вступительной части становится понятно, что такие вот зрительские ожидания режиссер бесцеремонно обманывает. Потом на протяжении всей картины этот обман он и реализует, зачем-то называя все «Любовью», которая подразумевает гласный и негласный закон жизни «и в горе и в радости».

    Как гласит расхожая пословица, «обманутые ожидания — это проблемы исключительно ожидающего». Я с этим не спорю и говорю о другом. В прессе, в отзывах кинокритиков и просто каких-то знакомых и незнакомых людей это кино формировалось в нечто похожее на глубокую стариковскую драму (не в плане того, что представлена драма конкретных стариков, а в смысле жанрового определения — трагическое кино про людей преклонного возраста). Так, наверное, и есть, но общее подготавливающее к просмотру положительное мнение о картине не сошлось у меня с тем, что я увидел. Возможно, это опять же исключительно мои проблемы, а впечатление от «Любви» смазалось у меня отчасти из-за определенных биографических моментов, однако я не получил того, на что рассчитывал, не только в плане атмосферы и эмоций, но и новизны. Не увидел здесь нового режиссерского слова.

    Моя бабушка, которая подобно героям этого фильма, уже на девятом десятке своей жизни, в течение нескольких лет ухаживала за своей сестрой, у которой в голове лопнул какой-то сосуд… Я прекрасно помню ее рассказы об этом времени, которое не так давно кончилось. А наша соседка ухаживала за своими мужем, которого съедал рак простаты, и тоже многое рассказывала. То есть я и без картины Ханеке прекрасно понимал, как устроен этот печальный процесс, когда одному человеку приходится созерцать уход и распадение любимого человека без возможности как-то ему помочь или хотя облегчить страдания. Реальные рассказы бабушки и соседки были куда ужаснее и ярче, а болезненный бред бабушкиной сестры и соседкиного мужа, куда острее и жизненнее, чем то, что я увидел на экране.

    Меня почти ничего не тронуло в этом фильме. Взбесил только момент выхода Жоржа (Жан-Луи Трентиньян) из той ситуации, в которую он по воле неумолимого течения жизни угодил. Была ли у него любовь к Анне (Эмманюэль Рива)? Очевидно. Была ли рассказана история этой любви Михаэлем Ханеке? Нет. Если это фильм о том, какой странной может быть любовь, или о том, как достойно смириться со смертельным концом то меня это тоже не убедило. Достойно можно жить, а умереть достойно и думать об этой достойности — это какая-то мутная и ненужная штука.

    Мне правда жаль, что с этой картиной у меня не сложилось. Мне понравилась эта стариковская размеренность фильма. Кино снято красиво. К форме и стилистике у меня нет претензий.

    5 из 10

    25 февраля 2013 | 17:33

    «Незачем на это смотреть» — говорит герой Трентиньяна про угасающую жизнь. Однако сам режиссёр рекомендации своего героя не следует и считает необходимым показать стадии развития старческой болезни детально, в подробностях. Вы увидите обветшалое старушечье тело, его обмывание, впалые щёки, парализованный рот, замену памперсов, испражнения. Прежде, чем идти на этот фильм, задайте себе вопрос, те ли эти вещи, которые ассоциируются у вас с любовью? (товарищи снобы, считающие это верхом эстетики и искусства/символом/ метафорой, будьте добры отправиться вон и посмотреть на подобное вживую)

    Я не ставлю единицу только из-за двух сцен, в которых было хоть какое-то оживление — это один из разговоров с дочерью ("Говори со мной серьёзно») и увольнение горе-сиделки.

    Когда люди снимают такие фильмы, у меня возникает стойкое ощущение, что они

    ставят себя на несколько уровней выше зрителей по «знанию жизни». Им кажется необходимым столкнуть праздного, по их мнению, человека, пришедшего в тёмный кинозал из «мира суета», с суровой реальностью, с реальными проблемам и безвыходностью. Ханеке сталкивает зрителя с первичными страхами — страхом собственной смерти и смерти близких, сталкивает лицом к лицу. Этот фильм будет спекулировать на вас и манипулировать вами, при этом прикрываясь якобы высоким искусством.

    Существует не только эстетическая, но и моральная грань, которую Ханеке перешёл. Нельзя просто снимать два часа болезнь и смерть, потом поставить штамп фестивального кино — и получить массу положительных отзывов от снобов. В любой ситуации человек может остаться человеком, красивым и достойным. Этот фильм — унижение, плевок в лицо всем немощным, он их обнажил и показал на весь мир. Он снят вовсе не в поддержку и не с любовью, единственное, что здесь есть, это претензия. Претензия на хороший вкус и интеллектуальность.

    Трентиньян начал нервничать только к концу фильма. Вообще же его не трясёт, он не обливается холодным потом, у него нет паники, нет растерянности, хотя он, вроде бы, теряет любовь всей своей жизни и не знает, как это остановить. Он катастрофически недостаточно ввёл себя в состояние, необходимое для этой роли.

    Более того, у этих двоих, столько лет проживших вместе, практически не чувствуется контакта, нити, связи. Думаю, Ханеке изобрёл их из своей головы, он не воссоздавал реальную жизнь. Понаблюдай он за реальными стариками, за их привычками, как они ходят, как смотрят, как разговаривают, как спорят, как спят — у него получилось бы совсем другое кино. Оно было бы действительно про любовь, про ту, которая действительно есть в жизни, так же, как есть болезнь, смерть, страх, растерянность, пролежни и паралич. Ханеке показал нам всё, кроме того, что вынесено в название его фильма.

    2 из 10

    3 ноября 2012 | 14:03

    Фильм, претендующий в этом году на 5 статуэток «Оскара»: лучшая актриса, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий, фильм на иностранном языке и просто — лучший фильм.

    Стоит сказать — что претендует заслуженно! Мое мнение — пусть не все, но пару он точно должен взять!

    Сюжет фильма можно описать слоганом фильма — «Испытание чувств на закате жизни». Именно об этом и «Любовь» — о людях, которые верны своим чувствам до последнего, которые любят друг друга и ценят такими, какими они являются. О людях, для которых страдание близкого человека — это страдание его самого.

    О таком фильме трудно говорить, что смотреть его приятно, но просмотр его заставляет задуматься, а как бы ты поступил на месте героев, на что бы ты пошел ради любви? И хотя хронометраж фильма — 2 часа, это нисколько не утомляет. И если после фильма вы попробуете задуматься, а что же рассказывалось на протяжении всех двух часов — вряд ли найдете ответ… Некая вялотекучесть фильма, его размеренность — все это компенсируется затронутой режиссером темой.

    Смотря фильмы данной тематики — всегда задаюсь для себя вопросом — а каково людям, актерам, которые снимаются в главных ролях? Людям немолодым, в возрасте (Актеру на момент съемок было уже 82 года, Актрисе — 85) — каково им играть подобные сцены? Мне кажется, для этого нужно быть воистину сильным человеком!

    Очень понравился последний ход, последние сцены фильма, когда герой сидит в своей комнате, потом что-то привлекает его внимание, он встает, выходит из комнаты и.. . Этой небольшой, но очень важной сценой режиссер как бы объясняет зрителям, кто (возможно) не понял предыдущие сцены — что же произошло с главными героями.

    «Любовь» — это сильный фильм, затрагивающий тему, за которую не всякий режиссер готов взяться, мне кажется — и не у каждого она получится. А у Михаэля Ханеке — она получилась! И получилась на отлично!

    11 января 2013 | 17:49

    Фильм о конечной и последней остановке в маршруте человеческой жизни. Новая работа режиссера Михаэля Ханеке «Любовь» рассказывает о закате жизненного пути двух пенсионеров, в прошлом учителей музыки, которые сталкиваются с трудным, но закономерным моментом — болезнью главной героини фильма.

    Данная картина не выглядит как обычный представитель мелодрам, она снята и отыграна достаточно просто для восприятия, а акцент на правдоподобность и на искренность принимает особо важную роль в фильме. Размышляет ли режиссер в данном фильме о жизни больше, или о смерти — ответить трудно, ясно одно, что авторы ленты оба этих закономерных для нас термина воспринимают как должное.

    Да и главный герой, получивший на старость огромное бремя в виде неподвижной и постепенно сходящей с ума супруги, воспринимает свои трудности как должное. Справляется он с ними, или нет, на этот вопрос даст зрителю просмотр картины «Любовь», а точнее ее финал, который зритель вряд ли станет осуждать.

    Добротная жизненная притча, рассказана простыми словами, но с невероятной глубиной переданной двумя сильными актерами и режиссурой. Возможно, фильм слегка затянут и не у многих способен продержаться на одном дыхании, но драма «Любовь» — это безупречно сильная и серьезная работа, которая на фоне всего развлекательного кинопроизводства оказалась столь нужной в европейском и мировом кино.

    8 из 10

    7 января 2013 | 20:22

    Грамотная талантливая работа. Эмпатийно высокий уровень понимания. По-чеховски ёмкие сцены. Тонкие и достоверные диалоги. Аналитичный фокус, атмосферные панорамы. Выверенная мера сочувствия, уместная доля сарказма. Настроение режиссёра, безусловно, отозвалось во мне чем-то родственным. К сожалению, именно такое состояние я в себе не культивирую.

    Наша цивилизация началась с похорон. Около 100 тыс. лет назад некто из рода HOMO, склонившись над умершим сородичем, впервые почувствовал своей мохнатой шкурой надситуативный контекст Вселенной и… пробормотал что-то вроде панихиды. Особое отношение к смерти — это романтическая блажь первого сапиенса, которая, положив начало культуре, продолжает давать силы строителям всяческих пирамид.

    Фильм Ханеке нарочито прозаичен. Это не история об Уходе и Расставании. Это рассказ о болезни, отчаянии и смерти. Статичный пространственно-временной масштаб: всё «здесь и теперь». Переживания героя застыли в модусе «драматический холодец». Безысходность абсолютна, а смерть обыденна. Во всём этом, возможно, есть определённый эсхатологический изыск. Его оценят явные и латентные адепты Танатоса. Но зачем Ханеке в какой-то момент вдруг метнулся в голубятню? Зачем ему понадобился сакральный реквизит? Уж лучше бы он этого не делал. Запоздалое биение крыл пронырливых парижских горлиц прозвучало карикатурным жанровым диссонансом.

    В целом, тяжёлая до степени натурализма стариковская драма. Несмотря на название, Эроса в фильме Ханеке нет. Потому что нет света, нет вечности. Все персонажи, включая усопших, остались по «эту» сторону. Ханеке не отпустил никого. Хотел было, но сизокрылые не подняли.

    5 декабря 2012 | 16:30

    Джордж и Анна бывшие преподаватели музыки, проводящие большинство времени в своей квартире, им обоим за восемьдесят. Случившийся у Анны удар, парализовал половину ее тела. Джордж, пообещав супруге не отдавать ее в больницу или дом престарелых, вынужден самостоятельно ухаживать за ней. Тем временем состояние Анны ухудшается с каждым днем…

    Австриец Ханеке известен своими исследованиями мотивов упадка и вездесущности насилия, практически все его фильмы, в той или иной степени, освещают данную тему. Может показаться, что режиссер, как изысканный садист, смакует насилие и зачарованно рассказывает истории, связанные с ним. Причем зрителю подносят не банальный эпизод какого-то единичного зла, а обрамляют его художественно выверенной визуальной огранкой. Поэтому фильм «Любовь», повествующий о трагедии престарелой пары, не связанной с чьим-то злым умыслом, а простой старостью, выглядит как белая ворона, посреди всего творчества режиссера. Как и прежде он не выступает разоблачителем, а лишь фиксатором определенного действия. Так же красной нитью в творчестве Михаэля Ханеке проходила тема «семьи», которую можно спроецировать как показ суррогата государства, со своими механизмами, присущими обоим. В этот раз институт семьи уже не разрушительная сила, а созидательная. Но это только на первый взгляд. Любящая пара приходит все равно к трагическому финалу, где одна единица этой ячейки невольно разрушает целое. Смерть все равно является лейтмотивом «Любви», несмотря на столь одухотворенное название фильма, а неизбежный финал так же оставляет то же самое ощущение, как и любой другой фильм Ханеке.

    Два часа зритель вынужден будет мариноваться в том аду, который переживает главный герой, наблюдая за увяданием своей половинки. Невольно возникает вопрос, а на самом ли деле любовь такая великая сила, что заставляет человека так страдать? Сможет ли любовь победить ненависть и усталость? Как всегда ответов Ханеке не дает. Он всего лишь сторонний наблюдатель, позволивший зрителю подсмотреть за одной трагедией и вынести свое мнение.

    Ингмар Бергман в «Шепотах и криках» показывал зрителю трагедию семьи, где некогда близкие люди, родные сестры, вынуждены присматривать за умирающей от рака сестрой. Бергман насыщал свой фильм цветовой символикой, но что бы зритель не впал в полную кому от происходящего, «разбавлял» действие «пояснительными записками» о каждом персонаже. Ханеке же не дает зрителю шанса на отдых и полностью погружает в депрессивную обстановку, что хочется просто закричать — «Хватит! Остановитесь!». Причем реалистичность происходящего создана минимальным набором визуальных средств и отличной актерской игрой Жан-Луи Третиньяна и Эммануэль Ривы.

    Художественно Ханеке сделал минималистский шедевр, который хочется побыстрей забыть, но не от того, что он плох или нестроен (наоборот), а потому что не хочется навсегда погрузиться в ту ужасающую атмосферу, в которую обманным названием заманивает режиссер, оставив зрителя в лимбе вместе с Анной и Джорджем.

    31 декабря 2012 | 20:19

    Самореализация не может быть смыслом жизни.

    Любимая женщина не может быть смыслом жизни.

    Дети не могут быть смыслом жизни.

    Смешно говорить, но и работа не может быть смыслом жизни.

    Художник, рисовавший картины, и, вдруг, потерявший кисти рук, или правую руку, или с ним просто что-то произошло критичное и он не может физически больше рисовать, может ли он покончить жить самоубийством?

    Может ли женщина, утратившая ребенка, иметь право лишить себя своей жизни?

    Может ли любящий молодой человек покончить с собой, если его любимая умерла?

    Я думаю, что нет. Фильм Ханеке «Любовь» получил пальмовую золотую ветвь Каннского фестиваля, но в ней режиссер допускает, что человек так может любить другого, что когда один умирает, другой кончает свою жизнь тоже. Как удивительно, Бог дает нам свободу выбора — мы даже можем умереть когда захотим, если хватит духу. Разве художник, не имеющий возможности рисовать, не может радоваться жизни и не может любить и быть любимым? А если это ваш ребенок или ваш отец? Вот он не может рисовать, но сидит готовит как-то суп, вы топите печку в доме зимой и говорите о суровой зиме и молодости его. Даже не другие дети, должно быть уважение к тому, что ты дышишь. К Тому, кто дал тебе возможность дышать, кто движет воздух и всю материю.

    Эпоха возрождения обратилась к культу человека. Человек стал настолько божеством, что волен вершить свою судьбу как ему будет угодно. В «Море внутри» герой себя убил, в «1+1» он стал кайфовать дальше, вот в «Любви» он тоже себя убил. Бьющееся сердце и полные воздуха легкие, живые глаза и полет мысли, не имеющий границ — ничто не имеет цены для самоубийцы, он сам господин своей жизни, он сам решил, для чего он жил и живет, и будет жить. Европа погрязла в культе человека-господина, человека хозяина жизни, хозяина своей души.

    Ханеке берет любовь библейскую: которая молча любит, которая не ищет своего, не перестает, такая чистая и бескомпромиссная. Но он убирает Бога и говорит: человек так может сам. Образ человека сильно любящего, человека сильного и благородного, могущего убить себя, знающего какую-то истину. Но что есть Истина? Скажите, господин режиссер, где правда жизни?

    30 октября 2012 | 23:13

    Любовь — чувство, которое невозможно передать человеку. Только пережив это, человек способен понять: что это такое? В данном фильме Михаэль Ханеке не стал придумывать историю а-ля» Ромео и Джульетта», он взял за основу самое главное качество любви — верность. Следовательно, верность должна олицетворять преданность обоих супругов, и поэтому Ханеке предоставил нам ситуацию для размышления — любовь до старости. Фильм абсолютно аскетичен во всех отношениях, так как Ханеке хотел изобразить жизнь мирскую старых людей, живущих в тихой и спокойной обстановке, где в течение всего фильма и бурлят внутренние страсти героев. Я даже не склонен называть этих людей героями — это не то слово — скорее просто людьми, которые прожили достойную жизнь, соблюдая нравственные принципы.

    Конечно, с точки зрения профессионализма Ханеке — безусловный мастер и это видно в течение всего фильма. Он сделал фильм предельно откровенным, личным, если хотите; чего стоят глаза такой прекрасной женщины, как Эммануэль Рива, именно там, в глазах, кроется тайна той самой любви, которую Ханеке хотел изобразить. По сути тот пронзительный взгляд и есть «материал» для размышлений, который в фильме объясняется предельно понятно и аккуратно. Я потрясен тем фактом, что это происходило все в одном доме — это как реальный мир, но зритель должен понимать, что каждая комната этой квартиры, достаточно большой между прочим, подразумевает собой определенный мир для этих людей. Но перейдем к анализу работы этих замечательных артистов, проделавших колоссальный труд в фильме.

    Эммануэль Рива — честно признаюсь, не видел с ней фильмов до этого вообще, но и одной картины достаточно, чтобы узнать актера, в данном случае актрису. Я уверен это ее самая сложная работа в кино, она поражала меня весь фильм своей потрясающей игрой, тем более, что я сам знал таких же людей, одну из которых она сыграла на экране. Искренность била через край, и это заставляет тебя понять, что искренним ты бываешь только с любимым человеком. Я уверен, что американская киноакадемия, была равнодушна по отношению к этой актрисе, потому что сама роль заставляет обратить внимание, вдобавок еще преклонный возраст, в совакупности все это свидетельствует о том, что Америка страна «Молодого кино».

    Жан-Луи Трентиньян — повторюсь, что он тоже для меня открытие. Смешно звучит, человеку 82 года, а он для меня открытие! Он проделал невероятную работу, как актер, постарался на славу.

    Ну и сама, еще раз повторюсь, аскетичность фильма, его прямолинейность, не в буквальном смысле конечно, была как раз кстати и именно этими качествами режиссер Ханеке сумел показать всю бытовую обстановку старых людей, любящих друг друга всю жизнь. Коснулся режиссер также и проблемы непонимания друг друга разных поколений. Персонаж дочки героев на самом деле противоречивый человек, понимаемый Ханеке как образец, что ли, толерантности к своим родителям. Катарсис, безусловно, охватил меня кинематографическим приемом, беззвучным концом фильма, словно и жизнь в этом доме прекратилась навсегда. Но это не так. Жизнь продолжается только тогда, когда человек любит. Ведь любовь — это вечность, а вечность хранится в любви.

    9 из 10

    30 июля 2013 | 02:43

    Если, проснувшись, вы обнаружили,
    что у вас ничего не болит, знайте,
    что вас уже нет среди живых.
    (Милорад Павич)


    Во время просмотра этого фильма Вы не раз тяжело вздохнете. Но на часы (сколько еще осталось?) — ни разу не взглянете. Потому что, когда Ваш любимый человек умирает, считать минуты неуместно.

    Жорж и Анна прожили долгую, наполненную жизнь, но на склоне лет их настигает труднейшее испытание: после неудачной операции Анну парализует, она быстро теряет силы, речь, память, а ее мужу остается наблюдать за медленной агонией любимой. В этом безрадостном сюжете про стариков таятся, однако, самые сильные и важные для человека чувства. Нежность, переливающаяся в музыкальной капели — они учили людей музыке, и благодарные ученики приходят к ним с цветами и присылают свои диски. Сострадание и доброта знакомых, узнавших о болезни, захватившей Анну. Самопожертвование, с каким Жорж ухаживает за больной женой, не доверяя ее грубым сиделкам. Он моет ей голову, кормит ее с ложечки, читает ей газеты, тренирует речь, разминает затекшие ноги и делает еще тысячу неприятных и сложных вещей, от которых можно сойти с ума, а ведь ей все хуже, и он это прекрасно знает. Кажется, это не фильм, а учебник «Как ухаживать за любимым человеком и не дать ему умереть в одиночестве».

    Но это не так.

    Любимый-то человек вовсе не хочет, чтобы его кормили с ложечки. Анна страдает. Сначала оттого, что не желает быть обузой. Но когда этот вопрос решен (для Жоржа она не обуза — это всего лишь его новый образ жизни, не лучше и не хуже прошлых лет), она продолжает мучиться — жить. Жизнь — страдание, смерть — избавление. Где в этой схеме место для любви?

    Фильм называется Amour — без артикля, как принято во французской грамматике. l’Amour означало бы Любовь-понятие — размышление о любви вообще. Un amour рассказывало бы историю любви одной пары… Название фильма Ханеке — название словарной статьи. Это не рассуждение и не примеры. Это научный анализ (отсюда физиологичность и натурализм), наблюдение (отсюда повторяющиеся действия, как привычки объекта), и если история, то — история болезни. Любовь — это болезнь, единственная из благословенных поэзией, но и она кончается в смерти.

    Жан-Луи Трентиньян (Жорж) и Эмманюэль Рива (Анна) блестяще сыграли драму двух любящих неординарных людей. Их лица — старческие, не скрывающие следов времени и усталости, трогают до глубины души своей красотой. Это лица людей, которые жили по-настоящему. Жорж часто рассказывает жене забавные и грустные случаи из своего детства, и в такие моменты болезненный румянец Анны вдруг оборачивается румянцем юной девушки, и мы видим, что они, в сущности, не изменились: у него молодо горят глаза, она смеется его анекдотам. Только эта непреходящая душевная молодость и помогает им сохранить верность друг другу — как в жизни, так и в смерти. Жорж следует по этой дороге до конца, а зрителю остается голод, вопросы и усталость — пока зритель жив.

    Михаэль Ханеке снял физически тяжелый фильм. После него нужно много спать или есть — так много он забирает сил. Придется прожить эти два часа, страдая — иначе просто не получится. Будет больно, интересно, порой смешно, иногда страшно, волшебно во время поэтичных воспоминаний героев, томительно душно, медленно, очень медленно, а потом неожиданно быстро — все кончится. Открытое окно в пустом доме. И стихшие шаги.

    10 из 10

    10 марта 2013 | 13:12

    «Любовь» Михаэля Ханеке оказалась бескомпромиссной кино-провокацией, эдакой тонкой идиллической скорлупкой, прячущей в себе ядро экзистенциального «страха и трепета». Ханеке жестко протаптывается над условностями аристократизма в консюмеристском настоящем и мертвенностью процедур благородства в условиях функционирования общества потребления. Но главное режиссер грубо пресекает эстетические экзерсисы, спекулирующие на жертвенных аспектах такого распыленного феномена как «любовь». Ханеке ненавязчиво визуализирует следующую мысль: к чему может привести безусловная жертвенность, даже подкрепленная привычкой, привязанностью, влюблённость? …лишь к экзистенциальному коллапсу.

    Исходя из прошлых кинематографических опытов Ханеке, можно представить некую общую структуру его киноповествований: берется стандартный киноштамп, некая растиражированная фабула, и деконструируется изнутри, тем самым полностью трансформируется ее первичная моральная дилемма. Причем происходит двойная, «складчатая» деконструкция, совершенно дискредитирующая нравственные и нарративные стереотипы. К примеру, первичная фабула «Забавных игр» о респектабельном семействе, случайно оказавшемся в заложниках у дачных «хулиганов», множественно преобразовывает свое означаемое по причине пролиферации мотивов преступников и их нарочитой диалогизированности с аудиторией. «Игры» завязаны на принципах «открытого произведения», где зритель допускается к выбору и построению трактовок, интерпретаций, следствий. Получается разветвлённая, переусложнённая, претендующая на спонтанность версия шаблонной наррации о заложниках и их злоключениях. Немотивированность и абсурдизм преступников, раскрепощая повествование, в дальнейшем приумножает его ход посредством вовлечения публики в композицию. Тот же процесс деконструкции повторяется в «Любви»: в общем-то сентиментальное отражение жертвенной любви к медленно умирающей супруги взрывается финальном эксцессом ненависти к агонии. Это искривленное, трансформированное в своей структуре Означаемое подвергается интенсивной пролиферации — синхронизированной основному повествованию критикой консюмеризма и полумистическими вставками, видениями главного героя. Ханеке тщательно оттеняет безусловный характер жертвенности многочисленными возможностями ликвидирования проблемы, снятия напряженности процедуры ухода за больной (социальные службы, медицинский уход, дом престарелых). Но главный герой, не снимая этого конфликта посредством сторонней помощи, доводит финал до двусмысленного убийства (граничащего с эвтаназией, но, тем не менее, не добровольного умерщвления)…

    Итак, мы видим искусную критику традиционных, ставших «живой классикой», концептов «благородства», «жертвенности», «аристократизма». Насколько хрупкими могут быть респектабельность и благополучие «среднего класса» под угрозой экзистенциальных событий и в рамках общества потребления! Ханеке детализировано показывает как не способны представители «низшего класса» на самую примитивную, не скованную меновым утилитаризмом, повседневную жертвенность: публичная вежливость и внешнее сочувствие, мелкие бытовые услуги и поверхностная эмпатия, оказывается включенными в денежную систему координат, в структуру платных услуг. «Благородство манер» никогда не была присущим качеством пролетариата, потому что им необходимо было биологически выживать, не сообразовываясь с «правильными» вкусами и аристократическими социальными ритуалами. «Жертвенным» являлся сам низший класс, который был вынужден осуществлять социальные услуги, «прислуживать» высшим, быть «естественным» механизмом жертвенности. Отсюда приемлемым уделом социальной «жертвенности» среди консюмеристских масс стало именно включение ее в потребительский реестр. Теперь это — компонента рынка услуг, но «элитарист» не понимает происходящего и ожидает бескорыстной включенности в его процесс «жертвенности»… и вот «человек элиты» сталкивается с тем, насколько сложно самостоятельно осуществлять бытовую, повседневную жертвенность, насколько будничное ухаживание за умирающей может сводить с ума. Поэтому первичная сентиментальная наррация, заключенная в визуализированной идиллии жертвенного ухода за умирающей супругой, семиотически искривляется в повествование о внутреннем нарастании страха, неприятия, отвращения, раздражительности по отношении к больному. О сущностной невозможности эмпатии медленно умирающей супруге. Урок Ханеке сверх-ироничен: истинная эмпатия — «техничная», требующая эмоциональных навыков и душевных способностей; поэтому она в большей степени включена в социоэкономическую область платных услуг. Лишь те, кто повсеместно сталкивался ситуацией «крови, бреда, пролежней», способны на сочувствие и понимание страдания, наработав «аристотелевский» навык добродетели. Подлинная эмпатия — это добродетельная привычка, доблестное «арете», а не сентиментальная игра в уход за больным до первых признаков отвращения. В ином же случае даже самому мотивированному сострадальцу придется биться головой о финальное искушение «закончить страдания».

    Таким образом, «Любовь» Михаэля Ханеке — это падение «любви как жертвенности» под аккомпанемент рафинированной музыкальной среды, менового прагматизма потребительского социума и постсовременной дискредитации аристократического паттерна поведения.

    15 января 2013 | 19:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 330 руб.
    саундтрек, 1025 руб.
    подробнее

    Новости


    Французский «Оскар», премия «Сезар» сегодня объявила своих номинантов. Ожидалось, что максимальное количество номинаций окажется у каннского фаворита, драмы «Жизнь Адель», но лента Абделатифа Кешиша проходит по восьми категориям, а максимальное количество номинаций (десять) у комедии «Я, снова я и мама». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Режиссер «Тайны перевала Дятлова» Ренни Харлин рассказал нам об особенностях работы в горах, самом сложном фильме в жизни, о «Чужом 3», современных технологиях, финском кинематографе, несостоявшемся фильме про Бонда и том, как открыл миру Вигго Мортенсена(...)
     
    все интервью

    Статьи


    В российском прокате стартовала ностальгическая комедия «Starперцы», чьи пожилые главные герои решаются на довольно рискованные для их возраста предприятие — отправляются на мальчишник в Лас-Вегас. В честь выхода фильма КиноПоиск решил вспомнить несколько картин, где уже далеко немолодые главные герои тоже оказываются в сложных ситуациях. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    85-я церемония вручения «Оскаров» уже позади, и КиноПоиск предлагает вспомнить, как это было. Фоторепортаж состоит из восьми частей: ведущий «Оскара», номинанты, подготовка к церемонии, красная ковровая дорожка, церемония награждения, за сценой, press room и финальная фотосессия победителей. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Прокат российского и авторского кино в России и Европе обсуждали в кинотеатре «35 мм» на специальном круглом столе в рамках фестиваля «Другое кино». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДивергентDivergent111 198 959
    2.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier106 717 148
    3.НойNoah84 545 053
    4.Рио 2Rio 245 287 405
    5.ОкулусOculus41 389 544
    10.04 — 13.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 981 027490 134
    Деньги500 052 108 руб.174 984 437
    Цена билета252,42 руб.20,75
    10.04 — 13.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.489
    41.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.489
    42.Огни большого городаCity Lights8.486
    43.Джентльмены удачи8.482
    44.Хороший, плохой, злойIl Buono, il brutto, il cattivo8.475
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.ВаркрафтWarcraft92.25%
    27.Человек-муравейAnt-Man92.20%
    28.ГодзиллаGodzilla92.09%
    29.Мир Юрского периодаJurassic World91.96%
    30.Новый Человек-паук 3The Amazing Spider-Man 391.88%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ГаннибалHannibal79
    ГигантыLes géants2
    Крепкий орешек 2Die Hard 252
    СтыдShame203
    Зеленый ФонарьGreen Lantern187
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job6.021
    Скорый «Москва-Россия»
    ДивергентDivergent7.223
    Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier7.675
    СаботажSabotage6.273
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 224.04
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin24.04
    ПревосходствоTranscendence01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    премьеры