всё о любом фильме:

Только Бог простит

Only God Forgives
год
страна
слоган«Time to Meet The Devil»
режиссерНиколас Виндинг Рефн
сценарийНиколас Виндинг Рефн
продюсерЛене Берглум, Сидони Дюма, Венсан Мараваль, ...
операторЛарри Смит
композиторКлифф Мартинес
художникБет Микл, Расселл Барнс, Витун «Бум» Суаниай, ...
монтажМэттью Ньюман
жанр триллер, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  426.3 тыс.,    Великобритания  192.6 тыс.,    Италия  100.6 тыс., ...
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время90 мин. / 01:30
Номинации:
Джулиан, бежавший от американского правосудия, руководит в Бангкоке клубом тайского бокса, который служит ему прикрытием для торговли наркотиками. Его мать, глава крупной преступной организации, приезжает из США, чтобы забрать тело своего любимого сына Билли: брата Джулиана только что убили за зверскую расправу над молодой проституткой. Охваченная яростью и жаждой мести мать требует, чтобы Джулиан нашел и покарал убийц. Молодому человеку придется столкнуться с Чангом — странным полицейским на пенсии, которого обожают его коллеги.
Рейтинг фильма
IMDb: 5.80 (64 955)
ожидание: 92% (7012)
Рейтинг кинокритиков
в мире
40%
59 + 90 = 149
5.1
в России
27%
3 + 8 = 11
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Идея картины возникла у режиссера, когда его жена была беременна второй дочерью. Он чувствовал внутри себя гнев и хотел выплеснуть его наружу. Так он «спроецировал» свои переживания на образ решительного героя, готового вступить в борьбу с Богом.
    • Американцев играют британские актеры.
    • Николас Виндинг Рефн рассказал, что персонаж «Одноглазый» из фильма «Вальгалла: Сага о викинге» (2009) может появиться в этом фильме в новой реинкарнации.
    • Первоначально на главную роль взяли Люка Эванса, но он покинул проект из-за несогласованности расписаний съемок с фильмом «Хоббит: Неожиданное путешествие» (2012). В итоге роль досталась Райану Гослингу.
    • Главный герой первоначально был британцем, но после изменения сценария стал американцем.
    • Это третий фильм Николаса Виндинга Рефна с актером Гордоном Брауном.
    • Николас Виндинг Рефн признался, что вдохновлялся работами Гаспара Ноэ, когда снимал кино. Последний был замечен на съемочной площадке в Бангкоке. В конечных титрах ему выразили особую благодарность.
    • Это второй фильм Николаса Виндинга Рефна, который посвящен Алехандро Ходоровскому (первый — «Драйв» (2011)).
    • Сцены снимали в хронологическом порядке. Каждый день после съемок их монтировали.
    • еще 6 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 881 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм произвел не лучшее впечатление. Ожидала большего от дуэта Рефна и Гослинга.

    Райан, он же Джулиан, молчит практически весь фильм. На лице одинаковое выражение тоски и безразличия. По герою Райана вообще мало что можно сказать. Единственное, он абсолютно спокоен на протяжении всего фильма, за исключением пары сцен. Даже смерть брата и унижения со стороны матери не вызывают у него эмоций.

    Да, его мать криминальный авторитет, но, на мой взгляд, это не оправдывает её отношения к младшему сыну. Что же касается актрисы ее сыгравшей, то свою роль она исполнила хорошо, сумела передать образ властной матери, жаждущей отмщения за любимого сына.

    Атмосфера в фильме весьма гнетущая. Картина начинается с убийства молодой проститутки, что усиливает напряжение, в этом помогает и обилие красного и черного цветов. Нам показан город без морали, где проституция это нормально, где на каждом шагу кровь и убийства, где даже копы способны на преступление.

    Разговоров в фильме не много. И все они достаточно глупы и ненужны. Чего стоит один монолог матери Джулиана (я не запомнила даже её имени) в кафе.

    Я подсознательно сравниваю эту картину с недавно мной просмотренным фильмом «Драйв», и если там немногословность-плюс, то здесь наоборот, если в «драйве» замкнутость и отсутствие эмоций у главного героя-это плюс, то в данной картине это явный минус. Так же, в отличии от «драйва» музыка здесь особой роли не играет и не запоминается.

    Мне кажется, что после нескольких удачных работ Рефн расслабился и состряпал не очень качественный триллер, с претензиями на арт-хаусную картину.

    6 из 10

    16 апреля 2014 | 21:36

    Вот я и добрался до нового творения Николаса Виндинга Рефна, хочется сказать пару слов о фильме. «Только Бог простит» — в некотором смысле смесь Вальгаллы и Драйва. Невероятно атмосферная визуализация простейшего сценария под всепоглощающий эмбиент саундтрек, вполне в стиле Драйва, а религиозный символизм в образах главных героев, это уже от Вальгаллы. Ну и, конечно, изобилие насилия. Эстетического насилия, насилия, возведенного Николасом Виндингом в культ еще в прежних своих работах. Надо сказать, что режиссер не изменяет свойственному ему стилю преподнесения: нарочито медленные операторские наплывы гипнотизируют, музыка Клифа Мартинеза проникает под кожу, ночной Бангкок приковывает взгляд и мы погружаемся в мир Рефна.

    Отдельного внимания заслуживает оператор Ларри Смит, уже известный нам по «Бронсону», и в этот раз идеально вписывается в общую медитативную стилистику фильма. Фильма, режиссеру которого приличествует поднимать такие веские темы, как героизм, патриотизм и свобода, но сегодня речь пойдет не о них.

    Тема прощения тянется через весь сценарий до самого последнего кадра. За незамысловатым сюжетом скрывается мифологический подтекст, почти библейские фигуры Бога и Дьявола, в лице тайского полицейского Ченга и матери главного героя Джулиана, по имени Кристал. Непостижимой остается та непринужденность, с которой Рефн передает эти тяжелые образы в такой легкой неоново-постмодернисткой оболочке. Чего только стоит Ченг, карающий грешников катаной и раскаленной сковородой, ну чем не огонь и меч?

    Название фильма «Только Бог простит» подводит к главному вопросу, на который нам предлагают ответить — «А простишь ли ты?» Простишь ли себя за то, что пошел на поводу у Дьявола и посягнул на то, на что не следовало? И где вообще пролегает та граница, за которой поступки становятся непростительными, и за которой совесть преобладает над желанием мести?

    Все выше перечисленное складывается в невероятно органичную картину, которую хочется смотреть снова и снова, снова и снова смотреть в лицо самому Богу и задавать тот же дурацкий вопрос.

    You wanna fight?

    25 июля 2013 | 14:51

    Николас Виндинг Рефн, наверное, был отличником в Американской академии драматических искусств, потому что с творчеством великих режиссеров современности он знаком на твердую «пятерочку» — это первое, что бросается в глаза при просмотре его киноработ. И сразу заметно, что его близкие родственники — операторы и монтажеры, поскольку этим мастерством Рефн владеет профессионально. Именно визуальное мастерство, великолепные раскадровки, умение ставить свет и особенно накладывать музыку на картинку — вот, что привлекает в его картинах прежде всего. Вот собственно и всё. А больше в этом фильме ничего и нет, лишь сплошная каша из Линча (тайцы, поющие эстрадные песни; монструозно-картонные гангстеры; красные занавески в темных клубах; эротика на грани хоррора), щепотка Такеши Китано (чрезмерное, истинно «азиатское» насилие, молчаливый каменный коп, живущий по законам справедливости и трогательно воспитывающий в одиночестве дочку), немножко Ким Ки Дука (все эти странные любовные недоотношения).

    С такими бы задатками, да хорошую бы историю. Но Рефн снимает сразу обо всем и ни о чем одновременно. Так что непонятно, что это: история о справедливости для всех? Об эдипове комплексе, об отношениях отцов и детей (матерей в данном случае)? Гамлетовское извечное «быть или не быть», когда долг взывает к мести, но сердце противится насилию, и мать главгероя (действительно изумительная и неожиданная Кристин Скотт Томас) по примеру призрака отца принца Датского все давит и давит на нежеланного сына, стараясь пробудить в нем изначально отсутствующий ген ненависти? По ходу, Рефн откусил больше, чем смог проглотить, поэтому зрителю остается лишь любоваться красивыми тягучими кадрами, хорошо поставленными драками и экш-сценами, а также периодически ржать над странными репликами героев (типа «Он изнасиловал и убил шестнадцатилетнюю девочку» «Ну и что? Может, у него на это были свои причины»). Лучше всего смотреть картину в перемотке, периодически нажимая на стоп-кадр в особенно картинных мизансценах.

    Ещё заметно, как Рефн откровенно любуется Райаном Гослингом (спасибо, Николас, нам Райан тоже очень нравится). Камера подолгу останавливается на страдальческой физиономии актера, который весь фильм выглядит так, словно вот-вот расплачется (только что стоит за этими печальными очами и раздувающимися ноздрями — ярость, тоска, импотенция в конце концов?) Короче, фильм открыт для интерпретаций, сплошной арт-хаус, похоже оставшейся загадкой даже для самих создателей картины.

    6 из 10

    23 июля 2013 | 14:19

    Суть картины — новая апология Христа. Простить может только Бог, но в жестком мире фильма Богу места нет. Тут не прощает и родная мать, пославшая младшего сына Джулиана мстить за страшего — Билли… Хотя Билли убил 16-летнюю проститутку и не заслуживает мести! Джулиану мщение грозит смертью, но мать высмеивает его! Он пытается сохранить сыновнюю преданность, однако в мире без Бога любовь — миф. А остальное — хаос…

    Точнее, артхаус!

    И хотя сюжет перенесен в Таиланд, угадывается европейская реальность. Не случайно, полицейский киллер Чанг высмеивает христианского бога — распиная врага в кресле, как Христа. Он мог бы убить без изысков, но избрал распятие… Чтоб показать, что он сильнее Иисуса.

    Силе можно противопоставить только силу. И зритель ждет, что послушав мать — Джулиан выхватит суперстальной меч. Станет суперкиллером, сверхчеловеком… Но мудрый Виндинг Рёфн поступает с точностью, до наоборот. Его герой не только не берет меча — а еще и добровольно подставляет руки под клинок Чанга…

    Без Джулиана Чанг по-прежнему самый сильный. И исполняет песню победителя по-тайски! Поневоле вспомнишь пушкинское: «Есть упоение в бою и мрачной бездны на краю»… В предсмертном упоении и пребывает Чанг. Но слабость побеждает силу, а мягкость превосходит твердость! Это знал Лао Цзы и даосские монахи — имея в виду, что мораль превыше всего.

    А Чанг забыл…

    Как и о том — что Бог силен способностью прощать. В этом христианство совпадает с Дао! По сюжету, спасет мир от гибели новый человек — принеся себя в жертву. И станет Богом! Таким избранником делается Джулиан (Райан Гослинг). Прощение — Божья ипостась, ибо мстить легче! И Рёфн уверяет нас: только Бог простит! В его фильме это Гослинг. Но прощает ли он?

    Ответа нет… Да, он сознательно проигрывает Чангу! Но значит ли это, что он стал богом? И собирается ли богом быть! Что же имел в виду Рёфн, говоря о прощении: что простить может лишь Бог — а человеку не под силу! Или что простивший — уже бог?

    24 сентября 2013 | 18:13

    Оценил прошлогодний фильм Николоса Виндинга Ренфа «Только бог простит». Хочется сказать сразу, что это качественный, философский артхаус и по большей части авторский проект, что значит фильм не для всех.

    История о парне по имени Джулиан (Райан Гослинг). Он скрывается от американского правосудия в Бангкоке, руководит клубом тайского бокса и попутно распространяет наркотики. Вот, собственно, его основная работа, и в этом нелегком деле ему помогает его старший брат Билли. Билли по своей натуре оказывается вспыльчивым неуравновешенным малым, вследствие чего будет обнаружен в комнате мотеля с трупом 16 летней проститутки на полу, а чуть позднее будет забит до смерти отцом той самой 16 летней труженицы улиц. За телом сына в Таиланд приезжает мать братьев, но мамаша не проста, она глава крупной мафиозной организации и жаждет мести. Казалось бы, попахивает банальностью.

    Вкратце на этом и заворачивается весь сюжет фильма, вереница жестокости и тяжелого, постоянно давящего молчания. Именно молчания, я бы даже сказал мертвой тишины, ибо в фильме Николоса диалоговая составляющая сценария сведена, наверное, к максимальному минимуму. Меня это невероятно зацепило, в фильме где фразы главного героя можно пересчитать буквально по пальцам, а атмосфера буквально затягивает тебя и не отпускает до финальных титров и все это сопровождается потрясающей музыкой, которая в свою очередь идеально вписывается в картину. Да и в целом диалоги в фильме не имеют никакого значения, происходящее на экране уже говорит само за себя, здесь не нужно лишних слов.

    Первые минуты фильма — это как приход ЛСД, совершенно не понимаешь что к чему, почему и самое главное зачем?! Но с каждой минутой все больше вникаешь в философский смысл происходящего, в пессимистичность картины, в отчаяние главного героя, который буквально вынужден смотреть в лицо смерти. Вообще фильм вызывает смешанные чувства, после просмотра остается некоторая неясность или непонимание, тяжело описать, лично я некоторое время просто сидел и пытался переварить увиденное.

    Отдельно хотелось бы отметить игру Гослинга. Актер глубоко погрузился в роль, убедительно сыграл отчаявшегося и уставшего от всего, от жизни и проблем человека. И не буду напрягать вас труднопроизносимыми именами тайцев.

    Сам фильм красив, оригинально, необычно режиссирован и поставлен. Отличный фильм, над которым можно задуматься и есть над чем задуматься, но опять же повторюсь — рассчитанный вовсе не на массовую аудиторию.

    Только Бог простит, но кто в этом мире Бог?

    7 из 10

    22 мая 2014 | 00:29

    За месяц до этой кинокартины, я посмотрел «Место под соснами» с Гослингом, за неделю — «Драйв» с ним же и при режиссёрстве Рёфна. Первый — дистиллированный реализм с глубокими переживаниями и неспешным повествованием. Второй — стилизованный сказ про героя-преступника, который самых честных правил. Оба творения теперь в списке моих любимых фильмов. Продолжив личную «гослингоманию», я решил посмотреть и «Только Бог простит». Погуглив, узнал, что большинство критиков оценили её очень низко. «Недофильм», «отвратительный видеоряд», «это никуда не годится», «набор бессмысленных кадров» — такие фразы выделялись в рецензиях. Вооружившись положительной предвзятостью после смакования вышеуказанных двух картин, я начал просмотр, готовясь, однако, к худшему.

    И знаете, почти всё так ужасно, как пишут и говорят. И вообще, фильмом «ТБП» назвать трудно, да. Это скорее видеокомикс, к которому ещё не дописали все диалоги. Распечатанный вариант произнесённых в фильме фраз уместится на 2 страницах A4. Происходящее на экране может также напоминать театральную постановку какого-нибудь новатора, у которого всё непонятно, в иносказаниях и символах он пытается что-то сказать, но понимают единицы. Скажи что-то прямо — это будут просто банальные, хоть и правильные слова, найди для своих мыслей символы и метафоры — вот тебе искусство. Но ладно бы герои этого сюрреализма хоть что-то говорили кроме ну самых необходимых вопросов и ответов — мы попытались бы истолковать как-то их фразы, узнать мотивы поспорить, нет же, какая-то натянутая немногословность. Болтает относительно много лишь мать героя Гослинга — та ещё стерва, и её за слова, что вылетают из скривлённого мерзкого рта, хочется убить. Да, о чувствах, которые вызывают персонажи. В фильме присутствует некий Инспектор-каратель, этот персонаж сам по себе внушает страх, но его место в повествовании и отношение окружающих вызывает недоумение. Герой Гослинга пробуждает интерес, хочется понять, он такой же отморозок, как его брат, или же хороший парень, попавший в плохую среду. Но никакого раскрытия личностей, все в фильме какие-то маньяки с единственным желанием — калечить и убивать. Если бы персонажу Гослинга дали биографию, характер и вложили в его уста какие-то крутые или мудрые слова, то тогда был бы хоть какой-то смысл, мол, несломленный благородный герой среди безумцев и садистов. А так он просто один из подонков, просто ещё не безнадёжный.

    Визуальная составляющая самая проработанная и интересная в данной кинокартине. Во всех помещениях на героев откуда-то льётся неоновый свет, подчёркивающий их сверхсерьёзное выражение лиц. Приняв определённое положение, когда изображение на экране похоже на яркую картину, их тела и лица замирают на несколько секунд. Экспозиции выбираются крайне удачно, зернистость очень подходит этой страшной кинофантазии, крупные планы лиц в красном свете подчёркивают кровожадность всех задействованных героев.

    Многие говорят, что сюжет отсутствует, но это не так, он есть, причём неплохой. Просто подача такая, что требуются частые синхронные пояснения режиссёра, раз уж все герои почти что всё время молчат. И введён один просто бредовый персонаж, который портит всё впечатление и убивает надежды оправдать лёгкую фантастичность и сюрреализм. Про актёрскую игру говорит нечего, тут их могли подменить хоть люди с улицы, молчать почти весь фильм и застывать в определённых позах сможет, думаю, каждый.

    Вообще, всё похоже на какой-то кошмар, или серию кошмаров, который экранизировали, приняв за видение сущности всей жизни. Мол, «думаете, это кошмар и парад жестокости? Да просто жизнь такая».

    5 ноября 2014 | 20:47

    Опальный гангстер Джулиан бежит из Америки от правосудия в Таиланд, где зарабатывает на жизнь подпольной продажей наркотиков. При этом он держит бойцовский клуб, который является ему прикрытием его реальных дел. Помогает ему заправлять всем этим его старший брат Билли.

    Однажды ночью Билли решает изнасиловать и жестоко убить юную проститутку, после чего сам получает расправу от отца девушки. За всем этим стоит загадочный полицейский в отставке, который позволяет произвести месть.

    Все бы ничего, но в дело вмешивается мать Билли, которая жаждет крови и хочет чтобы кровь пустил Джулиан. Но он не спешит, в отличие от своей напористой матери.

    Данный фильм, как многим известно, был абсолютно полярно встречен критиками на премьере кинофестиваля в Каннах, где он выступал в качестве участника программы. Одни бурно аплодировали, другие бурно освистали фильм. После премьерных показов в других странах ситуация в точности повторяется. Казалось бы, чем так плох может быть фильм? Однако есть фильмы, которые рассчитаны на очень тесный круг зрителей. Данный фильм как раз таковым и является.

    Трейлеры, которые уже успели выйти в большом количестве, как и принято трейлерам, передали всю суть мягко сказать не верно. Поэтому многие недовольные зрители ждут совсем иного действа на экране. Например, ритмичное и вовсе не созерцательное кино, с перестрелками и самурайскими мечами. Однако, спешу сразу разубедить всех кто так думает. Кино не сделано с акцентом на перестрелках, динамике и сюжете, кино сделано с акцентом на насилии, стилистике и мыслях. А мыслей у меня возникло предостаточно.

    Билли — это тот самый персонаж, с которого собственно все и началось. Он знал на что шел, он хотел над собой расправы, но не той, которой получил. Он считал, что «время встречи с дьяволом» уже настало и он имел ввиду не только себя. Джулиан это понимает и постоянно смотрит на свои руки, ненавидя их за то, что на них много крови. Пытаясь отмыть их от крови кровью — бесполезно, месть это не то что сможет помочь. Эмоции можно угомонить, но вот чувство испачканных рук нельзя. Да и нет ему дела до смерти своего брата. Он получил по заслугам то, что хотел. Но мать настаивает на своем. Ей не понятны действия своего младшего сына и ей «никогда его не понять». Именно её идея отмщения всем, кто замешан в смерти Билли становиться оплотом кары Божьей, которому бросили вызов. Не зря Кристал постоянно упоминает о том, что Билли её первенец, делая на этом явный акцент. С него и начинается расплата за грехи.

    Можно корить Рефна за чрезмерную жестокость и откровенную демонстрацию изрубленных тел, но это лишь способ наглядно показать то, что одно насилие порождает другое более жестокое. Если убийство проститутки было за кадром, то все остальные мы увидели в насыщенных красках с подробностями. Обратите внимание, те убийства, которые совершают люди нанятые Кристал не такие откровенные или вовсе не демонстрируются, в то время убийства клинком Чанга (который выступает в роли карателя Божьего) даже пробирают до дрожи.

    Меч выбран неспроста в качестве карательного оружия. Он символизирует высшую справедливость, а в буддизме и вовсе воспринимается как орудие которым отсекают невежество. Если же человек грешен, то ему отсекают мечом руку (или руки) и он является прощенным, если же человек бросает вызов Богу, то он будет убит орудием высшей справедливости. Все грехи может простить только Бог, поэтому все знают что может означать взмах клинка Чанга. А тот после всего, будто панихиду поет в баре всем тем, кого успел покарать.

    Сам Джулиан медленно и верно движется к своей каре, которую он ждал уже давно и которую не очень то и хочет торопить. Он ошибочно вызывает на бой Чанга, заранее понимая что проиграет, но по крайней мере докажет своей матери свою смелость и состоятельность. Всем все становиться понятно и теперь остается только ждать своей очереди.

    Хочется сказать пару слов напоследок об актерах, о стилистике и о музыке. Все прекрасно. Не стоит винить Гослинга за полное отсутствие слов, ведь этот актер играет не ртом, а глазами и мимикой. И пускай играет так ровно столько, сколько будут требовать от него этого режиссеры.

    Кристин Скотт Томас очень хороша в роли стервы-матери, которая помешана на мщении. Но я бы не стал её отмечать выше всех остальных, как это делают многие.

    Тайский актер Витхая Пансрингарм (имя которого пришлось сначала выделить, а потом скопировать) был достаточно убедителен в роли Чанга. Меч у него брался из ниоткуда, потому как он более как символика, а не физический объект.

    Актеры здесь играют далеко второстепенную роль, главную роль играет стилистика фильма, каждый кадр которого сделан идеально. В этом большая заслуга Рефна и художников фильма. Ну и нельзя отметить прекрасную гипнотизирующую музыку Мартинеса, которая вместе со всем происходящим обволакивает нас и уносит далеко в Таиланд, где мы является свидетелями жестокого Божеского прощения.

    И один вопрос остался нерешенным, поставленный мною в заголовке рецензии. Я думаю, что каждый после просмотра этого фильма сам ответит на него. Я могу сказать только следующее: если кино вызывает хоть какие-то мысли, значит оно удалось.

    22 июля 2013 | 17:10

    Как и в «Драйве», здесь мало диалогов, много крови, потрясающая музыка и красивые девушка (в данном случае очаровательная рукоблудница Ейяинг Рхатха Пхонгам).

    Но «Только Бог простит» — это некий поучительный рассказ — все получат по заслугам.

    Фильм построен на множестве абстрактных и сюрреалистических эпизодах. Не надо пытаться понять их. Надо просто насладиться их великолепной визуализацией. Насладиться тем, как камера скользит по залитым мягким люминесцентным светом коридорам, играя цветовой гаммой в потрясающих интерьерах и долгими крупными планами. И это гипнотизирует (за весь фильм ни один мускул на моем лице не дрогнул, я не нажал на паузу, не перемотал).

    Образы плавно перетекают один в другой под завораживающий саундтрек и создается психоделическая картинка.

    Сюжет проще паренной репы, режиссер сделал ставку на картинку. Просто позвольте себя загипнотизировать.

    30 июля 2013 | 20:17

    Когда смотришь на интеллигентное лицо Николаса Виндинг Рёфна и на его нежные платонические объятия с Райаном Гослингом, на его модные нынче ретро-очки и на его пухлое нескладное тело университетского задрота, понимаешь одну крайне важную вещь: он из породы именно тех людей, которые никогда и ни при каких обстоятельствах не дадут сдачи своему обидчику в университетской столовой просто потому, что им не позволяет их воспитание и чувство собственного достоинства. Но именно у таких людей где-то глубоко внутри живёт задавленный их престижным образованием и бесконечной интеллигентской сублимацией настоящий зверь, демон, Ад порождающий. И поэтому нет ничего удивительного в том, что такие обременённые интеллектом люди начинают сублимировать свои страхи, подавленную агрессию, внутренние комплексы о несбывшимся мстивом мачизме. И Рёфн, вот этот очкарик, тающий за камерой от одного только удачного ракурса профиля синеглазого Гослинга, вот он, как человек искусства, — именно этим и занимается в своём новом фильме «Только Бог простит». И на помощь Рёфну в создании и выпускании на волю «идеального животного» спешит муза режиссёра — Райан Гослинг — ещё более крутой и ещё более нереальный, чем в «Драйве». И не будет здесь больше розовых начальных титров, розовых девичьих соплей в средине, и двусмысленного хэппи-энда для розовых пони в конце — основной цвет здесь красный, потому что это, во-первых, кровь людская, во-вторых, Линч любимый, а, в третьих, это круто и вообще дьявольски красиво.

    Начнём, пожалуй, с того, что Рёфн ужасно скрупулёзен в деталях, что называется, каждый кадр он вылепливает с остервенением и педантичностью истинного гика-психопата, но в то же время он до смешного небрежен в области общей концептуально-смысловой нагрузки — до такой степени, что начинает казаться (а может и не кажется?), что всё это так и было задумано. В деталях, операторских и цветовых решениях просматриваются нескончаемые отсылки к кубриковским красным коридорам из «Сияния»; сине-красные акценты, напускной нуар и ирреальность происходящего напоминают ту роскошную сцену, в которой Дороти Вэлленс, чуть не плача, пела «And I still can see blue velvet through my tears»; ну а неоновая эстетика и почти полный отказ от дневных съёмок — это нескрываемое подмигивание чудо-оператору Гаспра Ноэ — Деби, перетащившему свой неон в «Отвязные каникулы», — и, вот совпадение, музыка Мартинеса усиливает эту перекличку. О, да, Гаспар Ноэ — это в его стиле Рёфн снял сцену с «топтанием головы» в «Драйве», это ему Рёфн шлёт свои благодарности уже второй раз подряд, и это его Enter the Void активно оммажит датчанин. А ещё «Только Бог простит» — это как если ты за 90 минут посмотришь с полдюжины азиатских B-movies из восьмидесятых. Ну и Тарантино, как же без него, героиня Кристин Скотт Томас (она просто великолепна) — это же постаревшая Беатрикс Киддо, которая возглавила преступный синдикат и вместо дочери родила двух сыновей, эмоционально искалечив обоих.

    Сюжетная конструкция, создаваемая Рёфном, монотонна, громоздка и ненароком грозит обвалиться, похоронив под собой все свои философские намёки. В фабуле просматривается занимательная характерологическая компиляция: есть древнегреческий миф об Эдипе (здесь же западная семья на чужой земле), на другой стороне ринга — тайская мифология о призраках, которые иногда являются людям и даже смеют карать грешников. Амплуа Гослинга — бездушный, инфантильный и жестокий тип с непроницаемым лицом, для которого мама — это святое. Почти все сцены с его участием сняты с помощью красных светофильтров, бесконечные коридоры, по которым медленно проезжает камера (что характерно, всегда у самого пола), — это нескончаемые блуждания Джулиана по котлованам и впадинам своего сознания. Здесь Рёфн создаёт просто монументальный образ ходячего героя-комплекса — без лишней шелухи и каких-либо человеческих характеристик. И вот Эдип открывает дверь и видит свою мать; оргазм проститутки — ассоциируется с отрубанием рук, руки — с фаллическим символом. Деспотичная мать, с серьёзным видом обсуждающая размер половых органов своих сыновей и приходящая к выводу, что у старшего был всё-таки больше, — это самая что ни на есть кастрация. Навязчивые галлюцинации с отсечением рук для героя Гослинга — это бесконечные рекурсии психотравмы, каждый раз дающей о себе знать, когда он испытывает сексуальное возбуждение. Неслучайна здесь и мастурбирующая проститутка: руки — это единственное мужское, что осталось у Джулиана и страх потери оных усиливают его фрустрацию ещё больше. Полицейский — карающий призрак Бога на земле, его наместник, и на своей вотчине он чувствует себя вполне комфортно. Это странный фильм с такими же странными персонажами-шаблонами — они даже не люди в нормальном смысле этого слова — они стереотипические концептуальные образы, лишённые всего человеческого: медленные, застывшие, почти мёртвые. Экспозиция картины — всегда центр.

    И ужасно хочется назвать Рёфна бесстыдным плагиатором, если б не то общее впечатление от фильма, остающееся после просмотра. Да, в деталях это холодная и бесконечно отстранённая нордическая цитатность, доведённая до масштабов древнегреческого эпоса — оттого воспринимающаяся как пшик, китч, претензия на нечто большее. И по отдельности всё это мы уже где-то видели, но, что важно, никогда вместе. Фильм провоцирует и поляризует зрителей настолько, насколько это вообще возможно, он выглядит по-новому, абсолютно не так, как копируемые им образцы, — и встаёт закономерный вопрос: если постпостмодернизм всё же существует, не он ли перед нами? Этот намеренный отказ от реальности действия, этот серьёзный, абсолютно несвойственный постмодернистским режиссёрам тон, это нещадное и безудержное копирование тех самых фильмов эпохи расцвета постмодерна, эта тарантиновская проекция из девяностых, когда режиссёр смешивает высшие образцы искусства с каким-то ширпотребом (Рёфн в данном случае низвёл Линча до Бангкока — что может быть глупее?), это навязчивое ощущение пустоты, которая как бы была задумана изначально, это философские монологи, формально прикидывающиеся диалогами, это музейный арт, где всегда чересчур красиво, это слоу-мо, переставшее быть пошлостью. Фактически Рёфн это хипстер от мира кино, первопроходец, додумавшийся показывать видеоинсталляции не в арт-галереях, а в самих Каннах. И это поколение музейщиков, выверяющих каждый кадр, снимающих не кино — арт, оно грядёт. И это только начало. И представляется крайне маловероятным, что «Только Бог простит» через некоторое время канет в небытие, на дно артхаусной истории, нет, совсем наоборот, кажется, что уже очень скоро этот замедленно-инфернальный, красивый, спокойно-тревожный рёфновский стиль подхватит новое поколение университетских и музейных ботаников, ошивающихся прямо сейчас в MoMA и Тейт Модерн. Ждите двадцатых годов.

    7 августа 2013 | 07:47

    Однажды датский режиссер Николас Виндинг Рефн грезил о битве с Богом, но, проходя коридор красного неона и уткнувшись в дверной проем, за которым скрывалась тьма, ему никто не явился, лишь встретившись с НИМ впоследствии во время адских мучений жены, Николас испытал на себе всю мощь длани Божьей. Он решил биться.

    Как неоднократно заявлял Виндинг Рефн, его «награжденные особым даром глаза», все его творчество, принадлежат публике, которая холодна к таким допущениям как кривизна и фальшь крупных проектов голливудских холмов. «Только Бог простит» вовсе сузил спектр, смело называя свою аудиторию крайне сингулярной — даже для Канн это оказалось «слишком».

    Ночной Бангкок. По его узким улочкам размеренным шагом ступает Чанг, ведающий, абсолютно, все и вся, предугадывающий, практически, каждое действие им преследуемого, непробиваемый всем, что только может убить. По его пятам следует безмолвный Джулиан — ведь не всегда ты встречаешь наяву того, кто приходит судить тебя в видениях. Рефн окунает зрителя в мифологический мир, полностью оформленный его воодушевленным сознанием, которое с каждым пройденным по Бангкоку кварталом было одурманено чарами загадочной для него культуры Юго-Восточной Азии. Все эти чудеса и томные настрои улиц режиссер передает в своей палитре светотеней: черно-красная гамма — цветовой лейтмотив у Рефна, он и мистифицирует и успокаивает, заставляет ужаснуться и не отрывать глаз от необузданности «игры режиссера с кровью». Показать же истинное лицо Бангкока Рефн и не задавался: некоторые критики, воспринявшие фильм слишком буквально, хаяли крайнюю неправдоподобность архитектуры города — они не понимали, что перед ними миф, миф о столкновении Бога и человека, Чанга и Джулиана.

    Встреча Бога и человека была лишь вопросом времени … убивают брата главного героя, Джулиана, их мать прилетает в Таиланд, дабы старой-доброй вендеттой почтить память любимого сына. Тему мести Николас вскоре добавляет к фону, тем самым позволяя квинтэссенции картины потихоньку принимать роковые очертания — трепеща, ты понимаешь, взглянув в глаза главного героя, к чему ведет чрезмерный символизм «Только Бог простит». Атмосфере безысходности умело аккомпанирует Клифф Мартинес, снабжая фильм саспенсом куда более пугающим, Рефн же продолжает выплескивать гнев, постепенно отправляя тему фильма, берущую, как мы помним, начало из его собственной жизни, в другое русло. Все это проходит через образ Райана Гослинга, человека, пытающегося смыть всю кровь со своих печально известных рук. Начиная со знакомства с Джулианом и заканчивая финальными титрами, мы смотрим ему в душу: Рефн настолько откровенно выкладывает все внутренние гонения героя Гослинга, накопленные с первых душевных травм детства, что удивляешься, как среди такой прослойки грязи смогли сохраниться проблески добра. Джулиан жесток, крайне резок, особая неуравновешенность вырывается, когда речь заходит о его матери, покалечившей его рассудок. Но образ Райана мужественен, Рефн тянет Джулиана к свету — ведь Николас идеалист, этим же он наделяет и своего героя. Он старается освободить мученика, выбирает каждый путь, с грустью сознавая, что верный только один, и он известен: герой Гослинга идет на попятную, пытаясь утопить все зло там, где оно и родилось, в лоне дьявола, но тщетно, он все еще замурован с демонами своего прошлого. Вызывая на поединок единственного, кто может ему помочь, Джулиан также пытается избежать кары небесной, но и тут терпит крах. И вновь перед зрителем лицо мученика, превратившееся в кровавое месиво, и тут было бы к месту рассказать о тонкой работе оператора, Ларри Смита, которую топорный зритель прозвал бы резиновой тягомотиной. Крупные планы лиц персонажей, знакомые еще с «Драйва», особые мизансцены — оператор полностью улавливает суть картины, рука об руку с ним идут композитор и монтажер, едино образуя сказочную визуализацию — Рефн полностью добился нужного ему мифологизма.

    И вот, убедившись несколько раз, Николас Виндинг Рефн указывает, хоть сперва и со скрежетом в зубах, на неодолимость Бога … Джулиан, откинув голову на спинку кожаного дивана, невозмутимо наблюдает за красотой, к которой ему пока не подобраться, перед ним появляется Чанг … хватит бежать, он встает и покорно следует за НИМ. Ведь Только Бог Простит.

    - Я тебя не понимаю и навряд ли смогу понять.

    Прощение. Вот к чему Рефн так нерасторопно шел, начиная с боксерского клуба, затем шагая по борделям и публичным домам, сидя в ресторанах и слушая караоке и заканчивая утренней опушкой. Сама идея полностью переросла из человечьего гнева на всевышнего в нечто иное, более символичное и справедливое. Все это зритель увидит, лишь позволив себе понять главное действующее лицо, а затем и вовсе сопереживать ему, насколько бы его испорченное нутро ни отталкивало с каждым разом. Райан Гослинг своей игрой добивается этих чувств людей, готовых принять его Джулиана. Фильм можно даже возненавидеть за то, что он сильно цепляет своим жестоким, но оправданным подходом.

    Игра актеров бесподобна. Кристин Скотт Томас, Витхая Пансрингарм и, безусловно, Райан Гослинг со своей «игрой тишины». Водитель, Джулиан — роли, которые, теперь кажется, были написаны только для него.

    «Только Бог простит» не имеет ничего общего с «Драйвом» и в помине, из-за чего поклонники героя в куртке со скорпионом отреагировали крайне негативно. Картина же смело предлагает вызывающий подход к представлениям о противостоянии человека Богу. Самое главное, «Только Бог простит» мастерски держится на грани, разделяющей претенциозность и простоту. НРВ вновь поражает.

    Все мы узники своего прошлого, от этого никуда не деться. Есть лишь один путь. А Бог после всех судов будет дальше петь о возвышенном, прекрасном, ведь лучше добра на свете нет ничего.

    - Хочешь драться?
    - Ты хоть знаешь, кто он?

    Знает.

    8 из 10

    29 сентября 2013 | 12:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Режиссер «Драйва» Николас Виндинг Рефн уже в ближайшие дни приступит к съемкам своей новой картины. Фильм под названием «Неоновый демон» — хоррор с участием Эль Фаннинг, Кристины Хендрикс, Джены Мэлоун и Киану Ривза. Похоже, что при написании сценария Рефн вдохновлялся историей графини Батори. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Золотая эпоха джаза под биты хип-хопа в «Великом Гэтсби», гармония Эннио Морриконе и Рика Росса в «Джанго освобожденном», музыкальное воплощение космоса в «Гравитации» и минималистичные этюды в «Пленницах» — КиноПоиск вспоминает самые примечательные саундтреки 2013 года. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Фестиваль перевалил за экватор (простите за банальность!), так что я решила подвести кое-какие итоги и кратенько описать свои впечатления от увиденного. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ДомHome54 000 000
    2.Крепись!Get Hard34 610 000
    3.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent22 075 000
    4.ЗолушкаCinderella17 515 000
    5.Оно следует за тобойIt Follows4 021 000
    27.03 — 29.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    105.Хоббит: Нежданное путешествиеThe Hobbit: An Unexpected Journey8.254
    106.Новые временаModern Times8.254
    107.Невидимая сторонаThe Blind Side8.248
    108.Легенда о пианистеLa leggenda del pianista sull'oceano8.248
    109.Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Охота на тигра8.248
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Черная мессаBlack Mass93.25%
    32.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 293.23%
    33.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron93.08%
    34.Ночная жизньLive by Night93.07%
    35.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.74%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Неуловимые6
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies172
    Глаза без лицаLes yeux sans visage9
    Две женщины19
    СамбаSamba8
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.529
    Призрак7.575
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie8.010
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.675
    ЗолушкаCinderella7.460
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    Любовная загвоздкаAccidental Love30.04
    премьеры