всё о любом фильме:

Жертвуя пешкой

Pawn Sacrifice
год
страна
слоган«СССР против США. Гений против гения. Разум против безумия»
режиссерЭдвард Цвик
сценарийСтивен Найт, Стивен Дж. Ривел, Кристофер Уилкинсон
продюсерГэйл Кац, Тоби Магуайр, Эдвард Цвик, ...
операторБрэдфорд Янг
композиторДжеймс Ньютон Ховард
художникИзабель Гюэ, Лиза Кларк, Жан-Пьерр Паке, ...
монтажСтивен Розенблюм
жанр драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Россия  32.7 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время115 мин. / 01:55
В разгар Холодной войны внимание всей планеты приковано к «схватке столетия» — матчу за звание чемпиона мира по шахматам в Рейкьявике. Бой между абсолютным чемпионом Борисом Спасским и по-настоящему одержимым игрой Бобби Фишером превращается в борьбу за интеллектуальное превосходство двух сверхдержав. Права на проигрыш нет. Вокруг поединка разражается мировой скандал. Спасскому приходится справляться с беспрецедентным давлением. Гениальный разум Фишера, взвинченный паранойей, начинает охватывать безумие.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (16 169)
ожидание: 99% (1372)
Рейтинг кинокритиков
в мире
70%
57 + 25 = 82
6.5
в России
88%
7 + 1 = 8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Тоби Магуайр сыграл сына персонажей Джоан Аллен в двух фильмах — «Ледяной ветер» (1997) Энга Ли и «Плезантвиль» Гэри Росса (1998). В фильме «Выбор игры» Стивена Зеллиана (1993, другое название фильма «В поисках Бобби Фишера») о детских годах известного шахматиста Джошуа Вайцкина Аллен сыграла мать юного дарования.
    • В некоторых эпизодах, где Фишер рассматривает маленькую шахматную доску, она показана так, что в правом углу расположена чёрная клетка. По правилам, когда начинается партия, справа внизу перед каждым игроком должна располагаться клетка белого цвета.
    • «Жертвовать пешкой» — ход в игре, которым игрок отдаёт пешку в обмен на небольшое преимущество, благодаря которому открываются новые клетки или становится возможным разместить свои фигуры так, чтобы впоследствии перейти в нападение. К этому ходу прибегают, чтобы нарушить паритет на доске. Если игрок, сделавший такой ход, временным преимуществом не воспользуется, соперник может перехватить инициативу и выиграть партию, имея большее количество фигур.
    • Плёнку с записью лекции о теории заговора, которую слушает Бобби Фишер, начитал Лив Шрайбер, который играет в фильме Бориса Спасского.
    • Когда Бобби воспроизводит партию, описанную в советском журнале о шахматах, первыми ходами перемещаются пешки у края доски. В действительности, так начинают партию только любители, а не гроссмейстеры, чьи партии и печатают в подобных журналах.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 99 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    8 из 10Мне всегда интересны экранизации противостояния гениальных умов, пусть даже один из гениев — долларовый миллионер с психическим расстройством. Фильм — «Жервуя пешкой» — одна из таких картин.

    Вишенкой, красующейся на вершине торта, стал тот факт, что история основана на реальных событиях, про интеллектуальную битву двух сверх-держав — Соединенных Штатов Америки и Советского Союза.

    Никсон против Брежнева. Демократия против коммунизма в лицах лучших шахматистов планеты — Бобби Фишера и Бориса Спасского.

    Фильм повествует о взрослении лучшего игрока в шахматы, Роберта Джеймса Фишера и, к сожалению, его прогрессирующей паранойе. Его заносчивости, высокомерии, капризно-высоким требованиям по отношению

    к окружающим и организаторам турниров и, черт возьми, абсолютно оправданным самомнением! Да, он великий шахматист. Да, их 6-я партия со Спасским считается лучшей игрой 20-го века! Но кто может увидеть

    эту тонкую грань, где сознание гения становится мутным разумом психа, одержимого манией преследования?.. Близкие видели, но ничего не смогли сделать…

    Как стать самым популярным человеком мира; получать миллионные контракты и, уйдя в затворничество, оказаться за решеткой за бродяжничество? Каково быть символом интеллекта США 70-х годов, гордостью Америки и,

    к концу жизни, стать неузнаваемым стариком, которого сложно отличить от бомжа?.. Об этом нам расскажет Тоби Макгуайер, сыгравший Бобби Фишера. История гениального шахматиста. Яркая молодость и блеклая старость… Противостояние умов, держав, и двух гениев… Смотрите — «Жертвуя пешкой». Этот фильм того стоит.

    8 из 10

    21 июня 2016 | 21:36

    Очень трудно подобрать подходящие слова.

    Садясь за просмотр этого фильма, конечно же в первую очередь я ждала увидеть историю о великом шахматисте. Увидеть на экране те чувства которые испытывали эти люди. Несомненно перед режиссером и актерами стояла очень трудная задача, показать даже не эмоции, а нечто большее… показать безумие великих. К сожалению это им не удалось.

    Фильм похож на следственный эксперимент, когда произошло убийство и убийца показывает как все было. Он ходит из угла в угол, наводит воображаемое орудие на то тесто где была жертва и идет дальше. Так и фильме герои будто сомнамбулы двигаются, произносят реплики, но как-будто не прочувствуют их. 

    По сути сюжет великолепен, история о сумасшествии, история о том как маленькие фигурки на доске оказались тесно связаны с политикой мировых держав. История о том, что было по настоящему важно. История о, без сомнения, великих людях. История, которую как на уроке, нам рассказали неинтересно, без души.

    Может я слишком трепетно отношусь к шахматам, но мне кажется что шахматисты это космонавты, чей космос это разум.

    В последнее время я все чаще стала замечать, что слова произнесенные в конце фильма, трогают меня гораздо больше, чем сам фильм. Эти несколько предложений, оказываются искреннее, чем все слова сказанные актерами.

    21 января 2016 | 01:22

    Яркий пример довольно интересных картин, которые незаметно и лишь наскоком проходят мимо большого проката. Если отбросить разного рода шутки и стереотипы, то фильм о шахматах можно и, в данном случае хочется, назвать спортивной драмой. Ведь что есть схватка двух великих гроссмейстеров, если не противостояние интеллектуальных способностей. Забегая вперед, скажу, что после просмотра «Жертвуя пешкой» хочется сделать две вещи. Во-первых, изучить историю, положенную в основу фильма. Во-вторых, найти компаньона по игре и сдуть пыль с подарочной коробки шахмат.

    Среди прочих картин, затрагивающих, так или иначе, тему Холодной войны, именно идеологические противостояния, борьба за авторитет, вызывают наибольший интерес. Там, где амбициозные лидеры не решились на вооруженный конфликт, статус «сильного», зарабатывали, в том числе, на шахматной доске. Этой теме уделено важное, если не определяющее, значение, особенно на фоне неоднозначной личности Бобби Фишера. Какая из сборных получает лучшие условия в гостиницах, насколько изощренной может быть иностранная прослушка, действенны ли попытки постфактум изобразить недомогание после проигрыша. На примере этих, с позволения, воинов интеллектуального фронта затрагиваются куда более общие и извечные темы, чем конкретная конкуренция между Соединенными штатами и СССР в 1960-1970-х годах.

    Тобби Магуайр, который по-прежнему выглядит на десяток лет моложе своего возраста, отлично передал образ одержимого своим делом человека. Маленький Роберт Фишер уже заставлял опытных шахматистов нервно ерзать на стуле и стал самым молодым чемпионом страны. Тот самый случай, когда мы видим, что спорт больших достижений выжимает все соки из своих первопроходцев. На то он и чемпион — не только умелей всех, но и упорней, одержимей. Готов положить свою жизнь и здоровье на алтарь будущих побед. Таким предстает главный герой — не слишком приятным, съедаемым паранойей, импульсивным — далеким от светлого образа протагониста, которым восхищаешься. Вместе с этим такая неоднозначная реакция на главного героя подогревает общий интерес к происходящему.

    Сюжет охватывает два десятилетия становления одного из легендарных гроссмейстеров и его фактически идеологическое противостояние с чемпионом мира Борисом Спасским. Настоятельный совет — минимизировать количество прочитанной до просмотра информации, чтобы сохранить интригу. И хотя все ключевые персонажи раскрыты, по большей части, довольно поверхностно, ты буквально подаешься вперед со стула, чтобы не пропустить итог матчей, исполнения договоренностей, словесных перепалок. Почти два часа времени проходят на одном дыхании, хотя в картине нет ничего выдающегося.

    7,5 из 10

    25 мая 2016 | 21:25

    Фильм «Жертвуя пешкой» повествует нам о жизни великого шахматиста Бобби Фишера, и о его пути становления чемпионом мира по шахматам, в партиях против не менее великого Бориса Спасского.

    Честно, я всегда восхищался шахматами и людьми которые любя играют в нее. Это же какой интеллект надо обладать, что бы просчитывать всю игру наперед, причем меняя расчеты при каждом не угаданным ходе противника. А кто думает что шахматы это не спорт, катитесь куда подальше!

    Фильм показывает, что как и в шахматах, так и в любом спорте главное, самое главное — психологическая подготовка. Будь ты самым быстрым, самым умным, без психологической подготовки, мандраж съест тебя заживо.

    Я рассмотрел фильм с точки зрения спорта. Но и есть не менее интересная часть — политика. Столкновение двух мировоззрений, двух сверхдержав — США и Советского Союза! Ведь это война, война не оружием, а информационная! Когда оба государства хотят выиграть эту «войну» в любой сфере, и шахматы не исключения.

    Актёрски состав, во главе с Тоби Магуайером(Бобби Фишер) справился на отлично. А роль Бориса Спасского сыграл Лив Шрайбер. Хоть и показали не много, по-моему мнению роль раскрыта на все 100%.

    Смотреть ли? Безусловно

    8 из 10

    8 января 2016 | 21:03

    Самой древней игрой в мире по праву можно считать шахматы. В старые времена она, может быть, и была, в некотором роде, популярной, то в современном же мире ситуация сложилась иначе. Человеку уже не интересно наблюдать, как двое мужчин переставляют фигурке на доске. Обладатель премии «Оскар» Эдвард Цвик, со своей новой работой «Жертвуя пешкой», предлагает нам взглянуть на это игру под совершенно неизвестным ранее углом. Здесь шахматы предстают перед нами не просто как игра, а рычаг управления властью. Казалось бы, что такого особенного в шахматах, как политика может быть она с ней связана. Режиссёр нам всё очень доходчиво объясняет, да при этом, успевая рассказать биографию известного гроссмейстера Бобби Фишера.

    Лента окунёт нас в разгар «Холодной войны», где представители сверхдержав СССР и США Борис Спасский и Бобби Фишер столкнуться в шахматном бою. Весь мир наблюдает за этим событием, ведь Фишер заявил на весь мир, что сможет одолеть Спасского, притом, что американцы ещё ни разу до этого не одолевали русских. Фишер близок к победе, но со временем он потихонечку начинает сходить с ума. Он подозревает русских в шпионаже против себя, ему начинает чудиться, что его прослушивают. Всему миру он запомниться как великий стратег и шахматист, но в этой ленте мы увидим настоящего Бобби Фишера.

    Шахматы со своей историей считаются самой скучной игрой. Поэтому снять фильм о шахматах и притом, чтобы он был, не скучным у Эдварда Цвика это получилось просто превосходно. Даже когда герои играют в шахматы на экране, как будто повисло напряжение, и оно передаётся на зрителя. В этой ленте не без известного Бобби Фишера исполнил Тоби Магуайр. Он смог прочувствовать своего героя и гениально передал нервный психоз. Вполне может показаться, что он обычный человек, но у него почти что, не осталось, ни капли разума, его заменило — безумие. История знает немало имён шахматистов, которые из-за своей одержимости над этой игрой просто сошли с ума. Как говориться в фильме из-за миллиардных способов ходов, которые находятся в голове игроков, очень сложно не сойти с ума.

    Сами персонажи в этой ленте стали практически пешками в руках своего правительства. Идёт «Холодная война» и каждая страна хочет доказать своё превосходство. Вот и шахматы стали средством доказательство большего интеллекта одной страны над другой. Благодаря этой теме, режиссёр как бы не, хотя отдаляется от истории Бобби Фишера, говоря о том, что из-за государственных интересов, зачастую страдали обычные люди. Тут же Цвик нам показывает, что матери Фишера нравились взгляды коммунистов и даже с одним из них, она проводила ночи. Из-за этого за домом Фишеров следило ЦРУ, они даже начали подозревать Бобби Фишера советским агентом. Вполне может быть, что взгляды матери наложили на великого гроссмейстера тяжёлый отпечаток, от которого он так и не смог оправиться. Он начал читать книги о советских шахматистах, чтобы в будущем их победить. И доказать самому себе и, даже может быть, своей матери, что русские не такие уж и великие стратеги.

    В итоге хочу сказать, что «Жертвуя пешкой» один из лучших в фильмографии Эдварда Цвика и Тоби Магуайра. Это не какое-то скучное зрелище, а очень даже напряжённое кино о том, как восходящая звезда шахмат проиграла собственному разуму и впала в настоящее безумие.

    8 из 10

    21 декабря 2015 | 15:24

    «Он что у вас, рок-звезда?»

    Главный герой не имеет никакого отношения к року, но звездной болезнью страдает успешно с самого детства. А отношение он имеет, как и следует из названия — к шахматам. Бобби Фишер, сыгранный Тоби Магуайером, — гений игры интеллектуалов. Он с юных лет одерживает победы на всевозможных чемпионатах. Его сравнивают с Да Винчи. Про него говорят, что «он хотя бы позволяет гордиться Америкой».

    Фильм — биография, поэтому по замыслу режиссера художественные кадры сменяет хроника, за которой идут застывшие, словно на фотографии люди, на фоне которых происходит действие.

    Фильм сделан с юмором. Комизм достигается как репликами в диалогах, так и самой сюжетной линией. Высмеивается все: шахматы, советские шахматисты, любовь и религия.

    Кроме того, динамика сюжетной линии сохраняется благодаря довольно интересному противостоянию. У главного героя есть антагонист — элегантный, спокойный и вдумчивый шахматист Борис Спасский в исполнении Лива Шрайбера. Его спокойствие и уверенность противопоставлены заносчивости и начинающемуся психозу Бобби Фишера. Они зеркально отражают друг друга. При этом, у них есть общая цель — оба мечтают о том, чтобы шум вокруг них затих, а они смогли сосредоточиться на игре с действительно достойным соперником.

    Режиссер фильма — Эдвард Цвик уже много лет, как — известный профессионал своего дела. Его «Легенды осени» и «Последний самурай» входят в списки фильмов для обязательного просмотра киноманов. Основное удивление вызывает то, что режиссер взялся экранизировать биографию шахматиста, по которой существует достойный документальный фильм. «Бобби Фишер против всего мира». Сам же режиссер в интервью объясняет, что хотел показать внутренние процессы, происходящие в Бобби Фишере, включая развитие его личности в контексте взросления. С этой целью в фильме приведены хроника и фотографии. Что же касается игры Тоби Магуайера, то он отлично подошел на эту роль, в силу того, что сам по себе олицетворяет сочетание таких противоположных качеств, как сдержанность и одновременно, периодически проскальзывающую драматическую внутреннюю борьбу.

    Эдвард Цвик сам играл в шахматы в детстве и следил по телевизору за игрой Фишера и Спасского. Сравнение Фишера с рок-звездой совсем не случайно. Стильный, вспыльчивый и непредсказуемый, он был среди первых, как «Beatles», и им восхищались не меньше, чем другими знаменитостями того времени. При этом, он был чрезвычайно одиноким. И, конечно, понять его до конца вряд ли возможно.

    Фильм, безусловно, понравится любителям шахмат и интеллектуальных игр. Кроме того, прогрессирующая паранойя главного героя делает кино интересным и для тех, кто увлекается психологическими триллерами. Наконец, описанный период истории — «холодная война», шпионаж, «игра столетия» — темы для бесконечного обсуждения и анализа.

    26 декабря 2015 | 03:01

    Эдвард Цвик имеет Оскар, так что доказывать никому ничего не должен. Вот мы получаем его новую картину. Признаююсь, долго ещё ждал.

    Хорошо, что картина снята без лишнего фанатизма. Создатели не пытались идеализировать Фишера. Поэтому никак не оправдывали его выходки и загоны. Точнотакжеи советов не стали показывать с одной сторона. Да, они играли командой, чтобы продвинуть Спасского. Но при этом создатели намекают, что русские умны и хитры в самом лучшем смысле этих слов.

    Дело в том, что фильм прост. Нету никаких необычных ходов. Им просто неоткуда взяться. Поэтому ожидать экшна и непредсказуемости ждать не следует. Однако, не могу не отметить, каким захватывающим сделали противостояние Фишера и Спасского. Как саму игру, как и то, каким образом оба сходили с ума.

    По традиции, переходим к актерам.

    Тоби Магуайр — 4, вообще симпатизирую ему, но в данном фильме во многих моментах ему не верил.

    Лив Шрайбер — 4,5, вылитый Спасский. Мне понравился.

    «Жертвуя пешкой» — отличная картина, всем советую. Но, прошу, не ищите в ней шедевра.

    8 из 10

    7 января 2016 | 20:54

    Поразительный и благотворный эпизод из истории шахмат. События повествуются от лица американца Роберта «Бобби» Фишера, одареннейшего таланта и самого юного гроссмейстера за всю историю шахмат. Эта история человека с маниакально-параноидальным синдромом, с отсутствующей нормальной социальной коммуникабельностью, участвующего в громком турнире по шахматам. Человек, который хотел играть лучше всех и играть справедливо. Хотел быть социально одобренным, и провозглашённым по всем почестям согласно достижениям его ума. Но даже человек с одаренным разумом, не может поставить мат своему безумию.

    В центре доски схватка за звание чемпиона мира по шахматам 1972 года в Исландии между Бобби Фишером (Тоби Магуйером) и Борисом Спасским (Ливом Шрайбером), международным гроссмейстером. После в прессе этот матч окрестили «матчем столетия» и впервые в истории приз составил 250 000 долларов. Матч сопровождался различными скандальными и психологическими выходками. И все это на фоне холодной войны между США и СССР.

    Актеры

    Отдельное спасибо актерскому составу, меня он приятно удивил. Образы деревянного человека-паука в отставке (Магуйер) и брата росомахи (Шрайбер), улетучились быстро. Играют они тут великолепно. Но, мне показалось, что они могли еще раскрыться, дай им чуть больше времени. Второй состав играет как массовка. Выделяется только пастырь в чуть лучшую сторону. Мимолетная девчушка просто ужасна, как и образы семьи Фишера. Темы эти они подняли, но ничего толково не сказали и невнятно закрыли.

    Плюсы

    Безумно рад, что фильм не перевернули в теорию заговоров, в невменяемую конспирологию или не увлеклись политологией. Конечно она есть, но ее мало и она гармонично переплетается с внутренним миром героя. В центре, кусочек истории великой игры, которую интересно смотреть. Информации поднимаемой фильмом недостаточно, так что начинаешь искать после для расширения кругозора. За это низкий поклон.

    Минусы

    Всё готов простить. Но не показаны технические детали в шахматных играх. Во-первых, уделяется ничтожное количество времени самой игре, во-вторых, всеми способами нам скрывают детали происходящего на доске, в-третьих, ну, если вы скрываете, скрывайте так, чтобы оставить хотя бы один интересный момент. А лучше, мое маленькое требование, сделали бы попытку показать мысленные ходы соперников на доске.

    Итог:

    Лучшее художественное и очень качественное кино о шахматной среде в рамках вундеркинда Роберта «Бобби» Фишера.

    8 из 10

    22 декабря 2015 | 14:30

    Биографическая драма о противостоянии двух сверхдержав в напряженную эпоху «холодной войны», к моему разочарованию, получилась именно что холодной, хотя и обещала быть нечто большим, чем простой пересказ действий того периода, когда шахматы были не только уважаемым видом спорта, но и элитным, статусным видом деятельности. Тогда чемпион мира по шахматам купался в лучах славы и был в полной мере королем со свей свитой, беспрекословно выполняющей все его указы. Но не все золото, что блестит…

    Бобби Фишер — вундеркинд, самородок. Его никто не тренировал, в шахматы привела его лишь судьба. Нет иного пути у таких людей, кроме как достигнуть максимальной высоты в том русле, куда они направлены самим Всевышним. Таким были и Айртон Сенна, Джон Нэш, Рокки Марчиано. Эти люди не то чтобы не видят альтернативы, но они понимают, что для них ее не существует, свой путь нужно пройти до конца. И когда Айртону перед злополучной гонкой советовали уйти из спорта, он просто сказал: «Но я не могу уйти!» — ибо он знал то, чего простой люд понять просто-напросто не мог. Вот и Бобби Фишер был отмечен сверху. Но не спешите завидовать ему, потому как на пути, усеянном розами, всегда встречаются шипы, и одно без другого невозможно.

    Не много не мало, живя шахматами, Фишер не замечал ничего иного, кроме этой игры, хотя заматерев и возмужав пытался говорить со СМИ легкими фразами, типа «Это всего лишь игра!». Такая увлеченность для обычного человека невозможна, а для одаренного она сопряжена с неким, назовем это так, недугом. Недуг Фишера развился с возрастом и нашел себя в политической составляющей его любимой игры. А все началось с банального — стремление к тишине во время игры. Нуждаясь в тишине, он стал со временем маниакально ею озабочен, он слышал каждый шорох, а там где его не было, придумывал сам. Нарушение тишины со временем переросло в параноидальный психоз, сопряженный с вечной прослушкой спецслужбами, и мировым заговором. Кстати говоря, это тонкий лед, ибо Бобби Фишер — человек, который знал побольше нашего и не без основания полагал, что все под колпаком, за что впоследствии и стал изгоем, когда надобность в нем отпала. Но об этом он сам скажет вам лучше меня, ибо его прямая речь куда насыщеннее и эмоциональнее. Вот только жаль, что хороший актер Тоби Магуайр, к моему большому сожалению, не справился с такой тяжелой ролью. Уважая творчество Тоби, лично я возлагал на него большие надежды, которые разрушились практически в самом начале — эта роль слишком массивна для нашего дружелюбного соседа. Не те эмоции, не те слова, не тот голос… Для сравнения, просто посмотрите как отыграл в похожем фильме Рассел Кроу ("Игры разума»), и вы со мной согласитесь. А фильмы, по сути-то, об одном и том же.

    Но я не собираюсь всех собак спускать на одного лишь Тоби, ибо львиная доля его неудачи сопряжена со слабой постановкой Эдварда Цвика, в ком я просто не смел сомневаться. И когда именно тот, в ком ты уверен, тебя и подводит, приходит равнодушие, полное или частичное. Я просто не понимаю, как так могло оказаться, чтобы картина Эдварда Цвика была лишена человечности, эмоций, чувств. Все было непростительно статусу режиссера, холодно и вычурно. Этому же настроению и соответствует Магуайр, практически выполняя режиссерскую установку. И кого из них больше винить — я не знаю, но точно знаю, что Лев Шрайбер просто блистательно исполнил свою роль Бориса Спасского. Ожиданиями его на экране окрашивались серые будни безэмоционального параноидального психоза Бобби Фишера. Не могу передать горечь обиды, ибо я на фильм возлагал огромные надежды и ждал по сути второй шедевр, наподобие «Игр разума».

    Сама история показана в стиле триллера. Противостояние двух сверхдержав затрагивала все сферы жизни, и проигрыш спортсмена был равносилен проигрышу самой державы, поэтому невероятный груз ответственности нависал на советских шахматистов. Я не знаю, но мне не хочется думать, что столько великих шахматистов в нашей стране было всего лишь по причине того, что их заставляли таковыми быть. Ибо они были королями той эпохи. Посмотрите на Спасского в пиджаке и солнцезащитных очках — вылитый Джеймс Бонд, со своей королевской свитой. А держится как первостатейный Штирлиц. Хотя, в конце концов, и он не выдержал под гнетом красной власти, но в момент слабины он был лишь с самим с собой. В отличие от американского визави, за психическое расстройство которого не говорил лишь ленивый. Тут прорисовывается простая как свет истина — это они в шахматах короли и гроссмейстеры, а в мировой закулисной игре они самые обычные пешки, которые были использованы государством в нужный период времени, а затем благополучно списаны в утиль. Благо, наши проявили гораздо больше милосердия к своему воспитаннику, нежели американцы, которые просто устроили гонение на своего, в прошлом, обожаемого чемпиона мира по шахматам. По мнению абсолютного большинства историков — лучшего шахматиста 20-го века.

    22 декабря 2015 | 11:05

    Разум — это все, что у нас есть. — Бобби Фишер

    Нужно быть глухим, чтобы никогда не слышать о том, что гениальность и безумие зачастую связаны настолько тесно, что первое не становится бонусом, поскольку в конечном итоге платить за него приходиться последним. Великий художник Винсент Ван Гог, отрезавший собственное ухо, является самым ярким, но далеко не единственным тому примером. Безумцев можно найти среди талантливых математиков и бессмертных композиторов, потрепанных рок-музыкантов и изысканных актрис двадцатого века, успешных писателей и знаменитых спортсменов. А если подумать о безумии среди шахматистов, то первым на ум придет американец Бобби Фишер, который был как талантливым шахматистом, так и непревзойденным скандалистом. Но те трюки, что выкидывал Фишер в ходе своей карьеры, кажутся ничем по сравнению с тем, что он ушел из шахмат на самом пике своей карьеры, ради того, чтобы стать затворником и бродягой, бурчащим себе под нос, что холокоста никогда не было, а евреи пытаются захватить мир. Новая картина американского режиссера Эдварда Цвика, известного фильмами «Любовь и другие лекарства» и «Кровавый алмаз», рассказывает о последнем триумфе Роберта Джеймса Фишера и его драматичном противостоянии с легендарным советским шахматистом Борисом Спасским.

    Матч за звание чемпиона мира по шахматам 1972 года был не просто битвой между двумя талантливыми людьми, каждый из которых считал себя лучшим в своем деле, это еще и сражение между двумя великими державами и одна из самых увлекательных страниц в истории Холодной Войны. За этим матчем с замиранием духа наблюдали люди со всего мира, а для тех, кто оказался слишком молод, чтобы помнить эту историю, Эдвард Цвик снял фильм «Жертвуя пешкой», в котором он попытался воссоздать нервную атмосферу того исландского лета. У режиссёра неплохо получилось воссоздать ключевые моменты этого легендарного матча и хорошо объяснить своему зрителю какое значение он имел, как в контексте политики, так и лично для Бобби Фишера и Бориса Спасского. Даже тому, кто совершенно не знаком с этой историей будет легко следить за ее поворотами и понимать мотивацию основных ее участников. Однако, как Эдвард Цвик не старался, у него не вышло картины с уникальной атмосферой, которая бы заставляла зрителя дрожать в ожидании финала, даже если он заранее знает исход. По какой-то причине политики, безумия и далеко не самых рядовых актеров оказалось недостаточно для того, чтобы создать шедевр, который войдет в историю кино подобно тому, как матч за звание чемпиона мира по шахматам 1972 года вошел в мировую историю.

    Стоит сказать и о том, что никакая копия не может быть так хороша, как оригинал. Эдвард Цвик не был первым режиссером, который решил рассказать историю Бобби Фишера, и до него это с гораздо большим успехом сделала режиссер-документалист Лиз Гарбус в своем фильме «Бобби Фишер против всего мира». Вам может показаться, что Тоби Магуайер хорошо справляется с ролью безумного шахматиста, который, скорее всего, страдал параноидной шизофренией, но так вы будете думать ровно до тех пор, пока не увидите настоящего Бобби Фишера, который был в десятки раз более нервным и в тысячи раз более харизматичным. Именно эта картина захватывает как неповторимый дух того лета 1972 года, так и трагическую судьбу Роберта Фишера — ребенка-гения, посвятившего всю свою юность шахматам, и старика-безумца, так и не вернувшего былую славу. Что же касается Эдварда Цвика, то у него получилась очень прилизанная картина о шахматах, политике, паранойи и безумии, которая может заинтересовать, но врядли может удивить. Это один из тех фильмов, где все вроде бы идеально, а все равно чего-то не хватает. В картине «Жертвуя пешкой» много красивых сцен, но нет тех, что можно запомнить, много тревожных моментов, но нет тех, что на самом деле заставят вас вздрогнуть. Возможно, что для такой не традиционной личности, как Бобби Фишер, режиссер выбрал слишком традиционный подход и в конечном итоге скорее проиграл свою партию, чем выиграл.

    25 ноября 2015 | 05:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>