всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (5758)
ожидание: 95% (684)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 9449 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Страшный, потому что родственников Елены хватает везде сплошь и рядом. Рожают, непонятно как воспитывают (точнее, не воспитывают и вообще никаких ценностей и понятий вроде «ответственность» не прививают), а потом вместе коротают вечера, играя в видео-игры. Сплошное бездумье и безразличие — вот он, тот самый конец света, о котором говорит Катя. Никаких пришельцев и зомби не надо. И какое светит будущее? Светит ли вообще? Когда младенец лежит на кровати, на которой его же бабушка убила человека. Перед этим сходив в церковь и помолившись за здравие. Святого не осталось. Осталось бы — сын как-нибудь, но заработал бы свои пять копеек на обучение внука, или бы сам внук не побрезговал армейской службой, школа-то для мужчины и вправду хорошая. Святого не осталось.

    Но у некоторых осталась правда. Неприятная и резкая. И Катя не будет помягче, чтобы тупо лицемерить. И не будет плакаться о том, как ей жалко папу, который заботился о деньгах в первую очередь. И вроде не зря заботился — дочка обеспечена. Но все так, как есть, и Катя это принимает и не приукрашивает. И лучше так, чем со страдальческим видом идти в храм за непонятно какой целью.

    Остается ли надежда на светлое будущее? По-моему, в этой не приукрашенной правде только будущее и видится. Слишком много испортили, чтобы надеяться на что-то лучшее. В любом случае, фильм заставил задуматься о себе и о том, что мы делаем каждый день. Разрушаем или создаем? И если создаем, то как?

    Фильм живой. Для меня он стал глотком свежего воздуха, как цельная и красиво поставленная картина. Звягинцев заставил думать, и за это ему и всей команде огромное спасибо.

    9 мая 2014 | 04:02

    Третий шедевр Андрея Звягинцева.

    История о том, перед каким сложным выбором может оказаться человек, о невероятной силе женщины, о разрушающих последствиях материнской любви.

    Елена живет в элитном районе со своим вторым мужем в огромной квартире. Ее сын от первого брака со своей семьей живет в тесной квартире где-то на окраине, и представляет собой совсем никчемную личность: без интересов, без денег и пр. Не имея никаких условия для того, чтобы рожать детей, они с женой уже сделали двоих и ждут третьего. старший сын — копия отец. Понимая, что сам сын никуда не поступит, отец обращается к Елене и ее мужу с просьбой о деньгах. Муж Елены отказывает. Елена оказывается между двух огней. Убивая мужа, она принимает решение остаться с семьей сына.

    Что самое удивительное, Звягинцев в своих фильмах показывает человека (главного героя) в реальном свете, может даже немного искаженном и натуральном. Его герои выбирают тот путь, который подрывает моральные устои и априори большинством считается неправильным, но, как выясняется в жизни, многие из нас, попадая в подобные ситуации, идут поэтому же пути. И от этого страшно.

    Этот фильм не несет в себе чего-то поучительного, он показывает нас самих, нашу реальность, как бы мы категорично не отрицали.

    Невероятная режиссерская работа, игра актеров, монологи, декорации.

    10 из 10

    15 мая 2014 | 10:16

    «Элитарное кино позволяет наслаждаться им лишь немногим..»

    Я совершенно случайно посмотрела этот фильм. После просмотра у меня осталось гнетущие ощущение безысходности, я впала в уныние, затем в мой еще неокрепший разум прокралась мыслишка, что жизнь в этом мире абсолютно бесцельна и бессмысленна, и я вместе с другими людьми медленно проваливаюсь в бесконечную серую пропасть, из которой я никогда не смогу выбраться…

    И недавно, когда я еще только-только выла из депрессии, и моя психика немного восстановилась, я зашла на этот сайт, дабы узнать, что же это за фильм. И снова впала в депрессию, узрев, что «Елена» получила пальмовую ветвь на фестивале в Каннах. А теперь, оправившись после шока, решила написать эту рецензию.

    Я не буду отрицать того, что все, показанное в фильме — правда. Да, таких людей, как сын Елены и его семья, к сожалению, достаточно в России. И это ужасно. Это действительно проблема нашей страны, и ее очень сложно решить, ведь все зависит от самого человека.

    Сама Елена… я не считаю ее сложным, двусмысленным персонажем. Наоборот, здесь все просто. Ею движет слепая материнская любовь, хотя, как мне кажется, без любви к деньгам тоже не обошлось — не захотела Елена коротать свой век на ренту. Я не думаю, что она раскаялась. Возможно, где-то в глубине души она испытывает некий дискомфорт, но он моментально исчезает, когда ее полный умиления взгляд падает на сыночка, мирно попивающего пиво… на невестку, ждущую очередного никому не нужного ребенка… на малыша, до которого никому нет дела… на внучка, плюющего с балкона. Да, она получила то, что хотела.

    Катя. Она для меня самый человечный герой из всего фильма. Пусть она эгоистична, пусть ведет разгульный образ жизни и прожигает деньги отца. Но ее язвительные шутки, а не тупое кудахтанье Елены помогают Владимиру почувствовать себя лучше. Она искренне сожалеет о смерти отца, несмотря на то, что не демонстрирует это на людях, в отличие от рыдающей вдовы.

    Я не хочу доказать этой рецензией, что фильм плохой, что он не стоит вашего внимания. Я не буду заявлять, что не поняла посыла режиссера. Ноя не буду писать на него восторженный отзыв, крича о том, что фильм гениален, лишь для того, чтобы доказать всем и самой себе, что отношусь к истинным ценителям великого кино. Я не понимаю, почему «Елену» называют шедевром. Да, фильм неплох, видно, что его снимали профессионалы (особенно постарался оператор — очень красивые виды). Но идея фильма не нова и никак не оригинальна.

    Но причина того, что моя рецензия имеет красный оттенок — необычайный, лезущий из всех щелей пафос. Вам не понравился этот фильм? Тогда вы не можете отнести себя к любителям изысканного кино. Белая лошадь, погибшая на дороге, внезапно погасший свет — вы еще не поняли гениальную задумку? Основная мысль фильма хороша, но она, по моему скромному мнению, не должна затмевать собой весь фильм, и лучше, если эта мысль довольно глубоко запрятана, и зритель должен сам до нее дойти. Фильм не может с самого начала заявлять себя на гениальность… нужно, чтобы его признали гениальным.

    Фильм не оставляет надежды на светлое будущее. Страшно, если кто-то посмотрев его, решит, что нашем мире нет ярких красок — только серая мгла… А светлое будущее всегда может быть. Все зависит только от нас.

    6 из 10

    12 февраля 2012 | 20:03

    Начало фильма тяжеловатое: монотонное, медленное. Но минут через десять к такому ритму привыкаешь.

    Фильм снят достаточно смело: минутные планы затылков и спин — не каждый режиссер на такое решится. Звягинцев пошел и тем самым подарил нам возможность попасть внутрь картины. Подсматривать за чужими трагедиями нехорошо, однако как удержаться от такого соблазна.

    Фильм красивый. Интерьеры чудесные. Квартиры как характеры и души людей, живущих в них.

    Режиссер мастерски передает атмосферу через очень простые детали. Цепочки простых действий — ниточки для него: дергаешь одну, вызываешь у зрителя отвращение, другую — панику. Ей богу! Один только эпизод с лошадью чего стоит. У меня самой пульс участился, будто это я что-то плохое сделала и сейчас попадусь. Высший пилотаж!

    Но если техническую сторону «Елены» не обгладывать, а вернуться к истории, то и здесь есть на что посмотреть, чем насладиться. Даешь внутренние человеческие трагедии. Просто и гениально. В диалогах — ничего лишнего. В действиях героев, кстати, тоже. Плоских, положительных персонажей в этом фильме нет. Все как в жизни. И ад/крест/демон у каждого свой.

    О чем лента? Я, например, увидела в ней историю о благих намерениях (Елена помогает сыну и его семье) и дороге, высланной ими (взрослый сын — человек-желе, способный лишь сосать пиво и плодить себе подобных). О разрушающей силе несбалансированных чувств, слишком слепой материнской любви, слишком сдержанной отцовской. О том, что боржоми, когда почки отвалились, пить и поздно, и бесполезно, и не стоит даже (отношения Кати и Владимира). О тупости и лени (Сережа и его сын (внук Елены), смена которой есть практически в каждом человеке, об условиях существования, определяющих судьбу человека. О том, как собственными руками легко забить гвозди в крышку гроба любимых людей при их жизни, похоронив заживо, и даже не заметить этого (от большой любви Елена воспитала мужчинообразного, но, увы, декоративного Сережу, и она не хочет этого видеть, продолжает в том же духе, на этот раз «калеча» внука)…

    Финал фильма открыт. Но это — условность. Все тут прекрасно просматривается.

    Как по мне, итог один: последние не станут первыми. Ни при каких обстоятельствах (разве только труд, труд и еще раз труд способен облагородить человека, банально, но факт). И да, некоторые люди лучше остальных. И дело не в вещах. Дело в отношении к жизни.

    10 из 10

    21 ноября 2011 | 17:01

    Многозначное изречение Христа, записанное в Евангелии от Матфея «И последние станут первыми», адаптированное под чаяния народных масс, в прошлом веке стало слоганом революции: «кто был ничем, тот станет всем».

    Эта картина по многим факторам напомнила мне осыпанного наградами мировых кинофестивалей «Слона» Гаса Ван Сента. Там ведь тоже вроде бы ничего особенного не происходит, но финал ошеломляет. Как из жизни таких обычных на вид подростков вызрел такой смертоносный ужас?..

    В «Елене» и вовсе никаких кровавых драм. Но стилистика и внутренний надрыв этого неспешного фильма напомнили мне лучшие картины Абдрашитова и Миндадзе, так же без дидактики доверявших зрителю самостоятельно осознавать мотивацию и делать собственные выводы…

    Меня более всего печалит, что большинству зрителей эта история показалась банальной и скучной. По мне так она чудовищно страшная.

    Ведь в показе жизни главной героини и ее близких зрителю дается достаточно пространства и времени, чтобы настроиться на неспешный ритм и почувствовать ее характер и круг интересов. Она круглосуточно живет под отупляющие телепрограммы типа «Поля чудес», непрерывных кулинарных поединков и «Давай поженимся», которые, буквально, облучили ее сознание теми эталонами жизненных целей, к которым она идет твердой поступью бытовой революционерки, экспроприирующей экпроприаторов на доступной территории, где от нее не ждут подвоха…

    С детьми главных героев тоже все отдано на суд зрителей.

    По мне — куда честнее отказаться брать на себя ответственность за их воспитание, если понимаешь, что не способен дать им базовую нравственную основу, хотя есть достаток и кому-то надо бы передавать наследство. Так декларирует свою позицию дочь олигарха Катя в безукоризненном исполнении одной из самых талантливых актрис своего поколения Елены Лядовой. И семья сына главной героини на протяжении всей картины подтверждает ее правоту. Там все более-менее понятно: при всей мутности этого скопища бездельников и тунеядцев перспективы ясны и маловариантны…

    …«Обмануть доверившегося тебе человека все равно, что убить спящего на груди ребенка» — не помню, где вычитала, но к Елене это относится в полной мере.

    Какая же она после этого мать?!

    10 из 10

    13 ноября 2011 | 16:05

    Лучше смерть, чем усталость (Леонардо да Винчи)

    Сцену в фильме Алексея Балабанова, когда преподаватель научного атеизма посещает храм с желанием пройти «обряд крещения», вполне можно было бы счесть нелепой, если бы не её откровенно завершающий характер, венчающий историю персонажа молитвой в ожидании вечерней службы. Пришедшую в храм поставить свечки героиню работы Андрея Звягинцева отличает не только попадание в незнакомую среду, но и небрежная усталость спавшего с головы платка.

    Если рассматривать «Елену» как своего рода роуд-муви, в которой главная героиня перемещается от одного замкнутого мирка к следующему, то эта усталость, будто роковой шум в моторе, сопровождает женщину в заданных долгими планами поездках.

    Утомлённость средой своего мужа, где она подчёркнуто не желает разделять его досуг. И где продолжает существовать отдельно от этой огромной квартиры, принимающей её только как служанку.

    Бессмысленный разговор с Катей, который зачем-то нужен, но зачем — Елена забыла из-за усталости, раскидывающейся пустыми назидательными фразами. Елене даже где-то комфортно общаться с такой непутёвой «падчерицей», повышающей её собственную самооценку.

    «Я так устала извиняться!» — молча признаёт Елена в храме, где её просят — нет, не задуматься о покаянии, — а только накинуть платок. Состоится ли взывающее с иконы «введение во храм», если тебе трудно покрыть голову? Любое напоминание о возможном извинении — будь-то мягкий укор врача или даже глумливый заупокойный тост сына — вызывают отторгающую реакцию.

    Множество людей, живущих во множестве миров и говорящих на множестве языков, — невыносимое напоминание о собственной ущербности. Уставшему жить человеку ничего не остаётся, кроме выбора ада собственной аквариумной среды, где ты — пока ещё самая большая рыба, о чём неустанно будут твердить все на свете ток-шоу.

    9 из 10

    25 ноября 2011 | 23:11

    Да, страшно. Даже нет, не так. Душно. Ощущения после просмотра, как после прочтения «Палаты N6» Чехова — хочется выбежать на свежий воздух. От бессилия и осознания невозможности что-либо изменить.

    Материнская любовь, одно из самых сильных чувств на Земле, но от увиденного становится не по себе. Это уже не любовь, это нечто от тварей из «Чужих» — любой ценой сохранить свою популяцию, свой род. Но те хотя бы своих не убивали.

    Конечно, ничего в этом мире не происходит случайно. Владимир сам запустил в свою жизнь монстра (искусно маскирующуюся под сиделку-домработницу) — сказалась неуёмная сексуальность бывшего чиновника. Но это хотя бы объяснимо и простительно — разведённый, одинокий, скучающий, богатый пенсионер. Но мотивации Елены не поддаются никакому здравомыслию. Это какое-то извращённое чувство удовольствия от содержания великовозрастного сынка и его плодовитого семейства. Культурный ценз Елены на уровне «Пусть говорят» и, судя по всему, побудитель к действию. Её одни из последних слов Владимиру «и последние станут первыми» — звучит, как приговор. Об уровне сына и внуков и говорить нечего. Под такой опекой другого вырасти не могло. Наше общество больно и бездуховно, но самое страшное, что оно бесцельное. Паразитирующее существование немыслимо для человека..

    8 из 10

    26 января 2012 | 20:35

    По своему исполнению «Елена» напоминает остроконечную стрелу, причем во всех смыслах и формах — от фабулы до авторского посыла. Актеров в новой драме Звягинцева немного и каждый занимает точное, определенное место: вот Елена и ее муж Владимир, вот семья Сергея, сына Елены, а замыкает галерею персонажей Екатерина, дочь Владимира. Круг действующих лиц ограничивает пространство сюжета, сжимая все действо в долгие, молчаливые планы тусклых квартир и обшарпанных подъездов пригородов Москвы посреди убогой окружающей местности, которую язык не повернется назвать пейзажем. В этих локациях перемещаются туда-сюда сотни посторонних людей, безликих и многочисленных.

    Цветовая гамма скупа на краски также, как сюжет — на драматургию, и потому мутно-серый, грязный цвет оформляет любую обстановку и любое движение героев. Здесь все будничное и обыкновенное, здесь нет аллегорий и символов — в лужах глубины не ищут. И чем суше киноязык, тем крепче хватка «невыносимой легкости бытия». И тем эта невыносимая легкость тяжелее.

    Люди в мире «Елены» существуют в координатах абсолютной моральной дезориентации, робко прикрывая стыд ворохами стареньких памфлетов про любовь, нежность и понимание. Чтобы не заблудиться в этом бесконечном лесу и хотя бы физически оставаться вместе, люди прибегают к морзянке товарно-денежных отношений. Отстукивая тире и точки, они покупают и продают — кто любовь, кто заботу. В обмен — деньги, привилегии, чувство собственного удовлетворения, наконец. И пока в ответ на тире тебе отвечают точками, все в порядке и идет как по маслу, но только попробуй задолжать — и тогда невидимые зубастые порождения Адама Смита загрызут и растащат тебя на куски, а потом твои жалкие останки скроют непролазные чащобы капитализма. Но разве есть кому-то до того дело — тут свою бы морзянку отстучать, а не то и до тебя доберутся.

    Однако белые вороны есть и в диких капиталистических лесах. Катя, дочка Владимира, выросшая на истлевших костях нерентабельных неудачников, научилась видеть дальше и лучше, чем все прочие герои «Елены». В ее репликах — самых, кстати, длинных в фильме — она с неподражаемым цинизмом и почти одними каламбурами вещает о конце света и гнилости человеческого семени. Совершенно сознательно прожигая деньги своего отца, она открыто предается порокам и будто бы очищается в их пустопорожнем огне, и тогда сквозь бесконечные игры слов прорываются искренние чувства и неподдельная боль. В середине и конце этой драмы о целеустремленных сердцах она одна будет плакать без обязательного надрыва, и ее расколоченное «Я» одно будет говорить на забытом человеческом языке. С примесью цинизма и мизантропии, разумеется.

    Однако не одним созерцанием палитры денежных купюр сыт режиссер. Звягинцев не удовлетворяется одним лишь «человек человеку волк», он выше берет — «человек человеку никто». Каким Андрей Петрович был бы гуманистом, если бы оставил своим героям лазейку, если бы оправдал их средой обитания, особенностями воспитания или, на крайний случай, глупостью и жадностью. Но драматизм героев романа XIX века чужд «елениным людям», этим сухим оболочкам с пристывшим жиром душ. Их настолько съела рутина и привычка, что даже собственноручное убийство другого человека неспособно выбить их из раз и навсегда установленной колеи. Любовь превратилась в доведенный до автоматизма рефлекс, где нет места самосознанию и душевным компаниям; социальные роли эволюционировали в роли театральные. Зато первичные инстинкты живы, и бьют сквозь высохшую почву подобно исландским гейзерам — размножение и самосохранение теперь почти самостоятельные единицы общественного устройства. Механика человеческого социума наконец одолела своих создателей и превратила их в себе подобных болванчиков, бессмысленно порождающих таких же болванчиков в целях порождения болванчиков.

    «Современные пьесы ничем не заканчиваются» — сказал некогда Ахматова. Открытый конец «Елены» не оставляет ни надежд, ни шансов на завершение порочного круга, а коловращение одних и тех же типажей и сущностей будет, по Звягинцеву, необратимо вечным, пока не наступит Апокалипсис и конец времен. Дай бог только, чтобы двумерные существа «Елены» не пропустили его в привычной суматохе серых будней.

    25 декабря 2011 | 20:13

    Первый кадр вводит в заблуждение. Пятиминутный план «куста» кажется таким же бессмысленно-артхаусным, как и «кусты» Гаса Ван Сента. Но спустя несколько секунд понимаешь, что это не просто кадр ветки с птичкой — это рассвет. Начало, что придаёт особую ценность картине, и ты уже понимаешь, что, по крайней мере, начало положено.

    Звягинцев, как и в «Возвращении» не даёт ответов. Кто такая женщина, хлопочущая по хозяйству? Какое положение в доме она занимает? Спит в отдельной комнате, но ведёт себя вполне по-хозяйски. Создаётся впечатление, что она чья-то мать, какого-то вечного младенца, спящего за стенкой в ожидании того, как его разбудят и накормят. И не смотря на то, что позже понимаешь, что она — жена, всё-таки она остаётся матерью. Матерью для всех мужчин, другие же женщины — для неё либо никто, либо враги. В ленте по большому счёту кроме Елены и женщин-то нет. Жена мужа, вроде барышня толковая, но ничего не решающая — ни для мужа, ни для Елены, ни для нас — зрителей. И Катя — исчадье ада, лик Сатаны и просто блудная девка. Всё это, по мнению набожной, но нечасто посещающей церковь Елены. Она набожна точно так же, как и большинство женщин, несчастных и самоотверженных: верит в любовь, добродетель, судьбу, может гороскопы и силу «позитивной мысли», любую ересь, дающую ей надежду на то, что мир структурирован, имеет свою иерархию и закономерность. Катя же — человек-хаос. Она считает, что мир бессмыслен, вселенной ничто и никто не управляет, она знает, что люди — зло, даже говорит в одной из сцен, что она — гнилое семя, что все они — гнилое семя. Она не хочет плодить уродов, только потому, что так делают все. И этот её скептический реализм вводит благостную Елену в ужас. Наверное, для неё нет хуже антагониста, чем эта Катя. Елену, даже, больше удручает не то, что муж резонно не желает тратить свои деньги на неблагодарных, по-сути чужих для него людей (а ведь Владимир должен быть деловым человеком, и ему как ножом по сердцу бессмысленные и бесплодные инвестиции), а то, что он решает отдать свои сбережения демону-Кате. И Елена, в состоянии религиозного аффекта, хладнокровно, движимая жаждой справедливости, совершает страшный поступок. И это оказывается так легко, доступно и просто до банальности, что не верится, а ведь именно так и бывает в жизни.

    Здесь всё уверенны в своей правоте. Но режиссёр никого не судит. Все точки зрения имеют место: и Еленина, праведная, борющаяся за неведомую никому, кроме неё справедливость; и Владимира — одинокого, благодаря своей откровенности и меркантильности — никем не любимого, превратившего единственного, заботящегося о нём человека (Елену) в старуху; и недалёкого Сергея, сына Елены, который под влиянием гипер-заботливой матери остаётся ребёнком до старости и которому незачем поднимать свой зад с дивана, если ему и так достаётся какая-то мелочь; и Кати, несмотря на молодой возраст — безнадёжно уставшей от жизни. И зрителю предложено выбирать — но на чьей стороне он будет, зависит только от его жизненной позиции.

    Моя же такова: Елена — страшный человек. Из тех, кто, прикрываясь благими намерениями, вымащивают путь в преисподнюю. Слепых, а от того чуждых к общению — у неё есть своё мнение, и ни у кого нет достаточного авторитета, чтоб изменить его. Её вера в высшие силы, в справедливость, в то, что каждому достанется по заслугам — делает из неё монстра. Она несчастна, она не может понять, почему такая правильная и простая схема «с каждого по способностям, каждому по потребностям» не действует в реальности. Несчастны здесь все. Но Елена, пожалуй, самая несчастная. Суть её горя в неприятии ею жизни. А это, пожалуй, хуже, чем усталость Кати, лень и апатия Сергея, эгоистичность Владимира…

    Говоря о визуальной части фильма, можно сказать, что он очень красивый. Оператор умудрился стильно, но без прикрас показать современную Россию. Некрасивые, как живые люди, актёры, спокойные пейзажи, двойственность и одновременная цельность картинки. Звук же, как всегда у Звягинцева, с помощью золотых рук Дергачёва, уместен и сочен. Музыка завораживает, но не привлекает к себе слишком много внимания. Игра актёров ненавязчива и убедительна, не столь шокирующа, как в «Возвращении», но бесспорно профессиональна.

    Начало — находит отклик в конце, где последним кадром после всего является первый, но вместо рассвета мы видим закат. Это как напоминание о том, что какой бы ни была ситуация, какие бы происшествия ни были в одной конкретной жизни — всё это песок, по сравнению с масштабами вселенной. И пускай всё по-другому — ничего на самом деле не меняется.

    Саша О.

    21 ноября 2011 | 02:47

    Когда я решил представить российскую программу в рамках SFF, я сразу отметил для себя два фильма, которые обязательно хотел посмотреть: эту драму Андрея Звягинцева и работу Кирилла Серебренникова «Измена». Обоим фильмам есть чем хвастать. «Измена» получила номинацию на Венецианском кинофестивале в этом году, а «Елену» обласкали в Каннах. Причем вполне заслуженно, на мой взгляд.

    Вот это действительно достойное авторское кино, которое не стыдно было бы показать на Sundance Film Festival, например. Конечно, арт-хаус вряд ли оценят любители мейнстрима. Для просмотра таких фильмов нужно особое настроение и более деликатный подход. Это не тот вариант, когда можно развалиться в кресле кинотеатра и жевать поп-корн. Такое кино лучше смотреть одному в удобной обстановке, не отвлекаясь на посторонние дела. Именно тогда будет погружение в нужную атмосферу. Именно тогда кино покажется увлекательным. Даже несмотря на неторопливое развитие сюжетной линии.

    Мне понравился фильм с самого начала. Не могу сказать, что я смотрю чаще всего арт-хаус, но иногда балую себя такими драмами. Начинается все с рассвета. Типичная съемка для этого формата: паузы, крупные планы и т. д. Постепенно мы знакомимся с обычным распорядком дня главной героини. Елена — приятная женщина в годах, услужливая жена для Владимира, хорошая хозяйка, заботливая мать. Именно последний пункт стал камнем преткновения между супругами. Владимир достаточно обеспеченный, но не собирается постоянно помогать материально сыну Елены от первого брака. Но разве может материнское сердце отказать своей родне?

    Сюжет мне нравится тем, что заставляет задуматься. Главную героиню можно понять. Она хочет помочь семье своего сына, которые живут только за ее счет. Не будет же она спокойно спать в роскошных апартаментах, когда ее родня живет впроголодь в скромной квартирке. Но стоит ли осуждать Владимира за отказ? Почему он должен заботиться о будущем Саши, если его собственный отец даже в ус не дует?! Они присосались к Елене, как пиявки. И я бы не сказал, что кто-то там ценит ее помощь. Зато детей плодят с завидной регулярностью. Ну, а почему бы и нет? Бабушка позаботится все равно. Я в шоке от этой семейки.

    А с другой стороны мне понятны обиды Елены. На родную дочь Владимир денег не жалеет. Хотя она занимается таким же разгильдяйством, как и Сережа. Чем она лучше? Ничем. Живет для себя и тратит отцовские деньги. Но это же родная кровиночка, на которую суровые методы воспитания не распространяются. Да и само положение Елены в доме напоминает больше прислужничество. В общем, очень сложная ситуация. Конечно, этот отчаянный поступок я не оправдываю. Но что еще делать главной героине, если ее зажали между молотом и наковальней? Мне ее жалко чисто по-человечески.

    Надежда Маркина сыграла просто блестяще. Мне очень понравился ее образ. Очень жаль, что она не получила награду Европейской киноакадемии за свою роль, но премия Ника заслуженная. Не могу не отметить Елену Лядову, которая сыграла дочь Владимира. Весьма колоритный образ получился. Уверен, что все запомнили ее фразу: «Говно не может быть невкусным, потому что миллионы мух не могут в этом заблуждаться». Да вообще все актеры хорошо сыграли. Никто не пыжился, никто не забывал, что это фильм, а не театральные подмостки. Все получилось довольно искренне и правдоподобно. За что можно похвалить и режиссера. Значит, он сумел объяснить им их задачи.

    В общем, после просмотра я остался доволен. Это тот редкий случай, когда я могу порекомендовать хорошее российское кино тем, кто любит так называемые атмосферные бытовые драмы, наталкивающие на размышления, которые оставляют минорное послевкусие, и хочется обсудить впечатления с другими. Ведь могут же, когда хотят!

    9 из 10

    4 декабря 2012 | 05:04

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 150 руб.
    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Андрей Мерзликин и в жизни такой — неравнодушный, воспринимающий все близко к сердцу. Я заранее понимал, что для „Дома на обочине“, где вся острота сюжета внутри человеческой души, где нужно прорабатывать тонкие психологические вещи, нужен именно такой актер... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1121 897 634
    2.Город героевBig Hero 620 124 166
    3.ИнтерстелларInterstellar15 341 167
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To14 076 545
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 836 019
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1471 709 883
    2.ИнтерстелларInterstellar126 180 648
    3.Город героевBig Hero 632 876 559
    4.Уиджи: Доска ДьяволаOuija28 470 418
    5.SuperняньBabysitting25 806 085
    20.11 — 23.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 985 283792 984
    Деньги751 976 261 руб.178 289 393
    Цена билета251,89 руб.9,79
    20.11 — 23.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    240.Великий диктаторThe Great Dictator8.083
    241.Брат 28.082
    242.АнастасияAnastasia8.082
    243.Седьмая печатьDet sjunde inseglet8.082
    244.Трасса 60Interstate 608.081
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Ночная жизньLive by Night94.38%
    12.Звездные войны: Эпизод 7 – Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.09%
    13.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One94.03%
    14.ДэдпулDeadpool93.96%
    15.Бонд 24Bond 2493.82%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Тайна астероидаWithin the Rock3
    ФрэнкFrank28
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 23
    СуществуетExists4
    ИнтерстелларInterstellar283
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.879
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.769
    ИнтерстелларInterstellar8.960
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 27.031
    SuperняньBabysitting7.159
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Ёлки 191425.12
    премьеры