всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов, Анна Бартули
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (8239)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма стартовали 9 апреля 2010 года и полностью проходили в Москве.
    • Изначально фильм должен был сниматься на английском языке, в США или Англии, рабочее название — «Хелен», мужа главной героини должны были звать Ричард. Из-за абсолютно русского менталитета сценария ленты место действия было решено переместить в Россию.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 15386 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пожалуй, наиболее часты параллели этого творения Звягинцева именно с самым известным романом Достоевского, однако, лишь наполовину. Если у классика литературы убийство происходит в первой половине произведения, у российского режиссёра — во втором, скажем так, акте. Казалось бы, незначительная деталь, но она меняет всё.

    Актёрская игра — я бы не сказал, что выразительна, хотя по-своему достаточно на высоком уровне, исполнительницу роли Елену даже не знаю, за что похвалить — типичная такая русская женщина, с пресловутой «загадочной душой». Ставит свечку за здравие, а действия свои направляет вполне себе на упокой.

    Владимир и его богемная дочь — заурядные представители высшего света, отпрыск, принадлежащий «золотой молодёжи» и отец, вечно погружённый в счета — здесь тоже без откровений.

    Конечно, хотелось бы разобрать фильм на кусочки — уж очень много в нём противоречий и кусочков той мозаики, которая отделяет картину от заурядной «бытовухи», что льётся на нас из телеэфира, однако без спойлеров это сделать невозможно.

    Два часа прострации и глоток действительности, эфемерная красота оболочки и горесть начинки — это блюдо способно удовлетворить и гурманов, и ценителей фаст-фуда.

    18 июля 2012 | 22:47

    Почему-то опять я попала из серых будней серого дождливого дня в серый фильм в кинотеатре. Странно, даже как-то, но в последнее время именитые режиссеры современной России снимают какие-то серые по атмосфере фильмы.

    Как только начинается «Елена», понимаешь — ох, что-то будет. Серый ворон сидит на серой ветке в серый осенний день. Фильм состоит из: глубоких серых и синих красок, напряженной тревожной музыки (под стать триллеру), сцен из современной России с ее социальным расслоением, никому не нужным населением, пьющими подростками, дорогими фитнес клубами и гастарбайтерами. Ты пришел из обычного мира и тебя опять как котенка в ведро погружают в обычный мир, где все обычно серо, лицемерно и заканчивается как-то не очень. Опять нам показывают, что добро и свет уходят из нашей жизни. И вновь мы задумчивые и отягощенные покидаем кинотеатр и выходим с этим нелегким грузом в неприветливый мир. Серый трагичный мир героев просачивается в наш, переплетается с ним и отравляет. И что толку потом обсуждать этот фильм, когда все знают, что это правда, что такие случаи могут и происходят день или через день, что толку? Разговорами и обсуждениями ты только глубже вгоняешь себя в серость. А фильм, в сотый раз изобличив всем известную тему, не думаю, что сделает мир лучше.

    Андрей Звягинцев снял хорошее атмосферное кино. Вот только атмосфера у него серая и безрадостная. Богатые опять плачут, а бедные все равно быдло, поэтому не плачут, а действуют. Современная «элита» богата, несчастна и не хочет размножаться, так нет в ее мире любви и смысла жизни. А люмпен плодится, живет и воспитывает своих детей черти как. Вот только мне кажется, что даже в их мире нет любви. И окончит свои дни Елена в доме престарелых. Когда она уже ничего не сможет дать своему сыну, не думаю, что для нее найдется место в его доме или в доме ее внуков. В общем, все плохо и никому нельзя верить.

    6 из 10

    21 октября 2011 | 13:13

    Андрей Звявигенцев один из самых признанных русских режиссеров в Европе. Его типичный арт-хаузный стиль, весьма отражает тенденции фестивального кино. Звягинцев умеет точно угадывать запросы жюри и попадает в десятку. Но какой ценой. Фильмы Звягинцева так популярны в Европе потому, что они полит корректные, нерусские и безымянные. В них нету национального колорита, они сняты не на «русском языке». На эту мысль меня окончательно навел его последний фильм «Елена».

    «Елена» простая семейная трагедийная история завернута в стилистику арт-хаузного кино. Типичные черты: долгие затянутые кадры, длинные планы, и игра с освещением. Один первый кадр чего стоит — он снят ради птицы, и судя по всему они долго ждали эту птицу. То есть не кадры создают кино, а кино создается ради кадров.

    Вся эта затянутость типичная для арт-хаузного стиля, в этом фильме неоправданна, так как актерская игра так же затянута. Получается наслоение планов — медлительная, бесчувственная игра актеров сливается с таким же бесчувственным видео рядом. Ни о какой многоуровневой ткани здесь и речи нет.

    Ритм фильма так же однообразен и безжизнен как и минималистическая музыка Глааса. И я не верю что все это для того, чтоб показать однообразную рутину жизни. Если это так, зачем тогда использовать дешевый прием постоянного нагнетания трагедии а затем обрывать его (это не ужастик какой-нибудь).

    Это кино как все современное искусство — якобы очень глубокое, а за этой глубиной ничего нет. Но большинство бояться признать, что это кино пустое и мертвое, и ему дают призы, и восхваляют его.

    Я вывел определение такому кинематографу (оно в заголовке) — высокомерное кино. Что же это значит. Это значит, что кино не нуждается в зрителях, оно не нуждается в сопереживании, в эмпатии или хотя бы негодование. Нет оно существует само по себе, красуется своим невероятным интеллектуализмом. И видно такое кино сейчас нужно фестивалям. Кино не побуждающее ни на что, не заставляющее задуматься после просмотра. Оно просто «умное».

    В «Елене» нет сопереживания ни одному герою, ни один герой не вызывает жалости. В фильме не поднято никаких вопросов. И пусть скажут, что там есть извечные вопросы морали, самопожертвования. Нет, друзья мои. Это обман зрителя. Это эффект замещения высоких истин красивыми кадрами с воронами и бассейнами.

    Да, у «Елены» не отнимешь: она снята грамотно, кадр поставлен более чем профессионально. Играют все профессионально. Звягинев мастеровитый художник, но не гениальный режиссер (мое ИМХО).

    Итог: смотреть всем кто любит псевдоинтеллектуализм, кто любит модное кино, и кто просто хочет понять за что ему дали очередную канскую веточку.

    P.S. ничего не хочу ставить этому фильму, фильм и правда вне оценки, победителей не судят — вот секрет Звягинцева.

    1 февраля 2012 | 05:50

    фильм не остался незамеченным как среди европейских зрителей, так и среди русской аудитории. Замысел Звягинцевым вынашивался довольно долго, примерно около двух лет (аж с 2009 года): изначально планировался более масштабный проект, однако из-за разногласий между продюсерами Звягинцеву пришлось взвалить тяготы его воплощения на свои плечи. Как гласит Википедия, Адндрей и Олег Негин (второй сценарист) 10 дней, не выходя из подвала правили сценарий, за что получили премию фестиваля «Санденс». Темой стал Апокалипсис в библейском понимании этого термина.

    Как итог проделанной работы — множество наград: призер «Особого взгляда» в Каннах, множество номинаций «Золотого орла», «Ники», и неоднозначные, противоречивые отзывы критиков. И место противоречиям действительно есть, здесь дело не в состоятельности критиков мыслить или подбирать слова, никто не отвык от «умного кино», просто идею фильма можно трактовать по совершенно разным направлениям; в результате, можно и разочароваться, можно и дать голове пищу для размышлений.

    Перед нами предстает так называемый морганатический мезальянс в виде главной героини Елены и ее мужа Владимира, по видимому, бывшего силовика (по крайней мере с военными он связан точно). Главный конфликт фильма заключен в том, что, говоря простыми словами, внук Елены очень уж нуждается в «откосе» от армии, а поступить в ВУЗ своими силами ему не выпадает шанса. Вспыхивает противостояние между женой и мужем, Владимиру предстоит выбрать между помощью нуждающимся нахлебникам и гордым отказом помогать бездельникам — на этом можно и закончить описание сюжета и перейти к образам.

    Образ Елены это образ «Родины-матери», переплетенный с аристократизмом, даже некой благородностью ее внешности. Как мне кажется, для многих осталось непонятным до конца а отрицательный ли это персонаж или наоборот? Вылито много воды о «жертвенности поступка Елены», о «материнской любви», однако присмотревшись хоть чуть-чуть, просто немного заглянув внутрь идеи, можно с неприятной прогорклостью прокричать обратное: образ, конечно отрицательный, иначе идею «Апокалипсиса» тут просто никак не зацепить. Единственный положительный более-менее образ, на мой взгляд, это как раз таки образ Владимира: он может показаться скупым, прагматичным, расчетливым, но в его жизненной ситуации вести себя по другому было бы просто преступным кощунством. Дочь Владимира Катерина кажется поначалу заядлой нонконформисткой, погрязшей по шею в своей же инфантильности, но присмотревшись (особенно после сцены в палате), не трудно заметить и все то человеческое, перешедшее к ней от отца. Что касается семьи сына Елены Сережи — сосредоточение пороков общества, а по Библии чуть ли не все 7 смертных грехов, одним словом, грязь.

    На фоне как раз таки этой интересной семейки и происходит раздача всевозможных идей и посылов. И Елена — главная, центральная опухоль в этом организме, состоящем из зависти, лени и чревоугодия. Елена что-то вроде детонатора, катализатора, приводящую в разрушительное действие бомбу замедленного действия. Убийство Владимира во всей этой истории это начало конца, своего рода микроапокалипсис, затронувший еще одну прогнившую ячейку общества. Убийство тут — не акт самопожертвования матери ради семьи, убийство здесь это нравственный декаданс, и на примере этой истории автор делает посыл всему современному обществу.

    Конец фильма наполнен символами, метафорами и длинными планами: кувыркающийся ребенок на баснословно дорогой кровати, который так и предостерегает своей безмятежностью, подстегивает на мысль «а что станет с ним в будущем, что станет с нами?», убитая лошадь с настолько же убитым всадником, неожиданное выключение света в квартире. И финальная сцена, которую не назовешь иначе как «обезьяны во дворце», тоже подталкивает на витиеватые размышления вроде «и что же, последние стали первыми, ведь так? Все это неверно, не так как нужно».

    Как мне кажется, Звягинцеву не хватило акцентов на конкретных образах, чтобы вывести идею фильма на первый план, ведь неискушенный зритель уходил из зала до банальности растерянным. Ждешь наказания, некой высшей справедливости, а тебе ее и не собираются давать, тебе просто показывают фрагмент бытия, да и не то что бы такой, который удивляет. Все это мы знаем, видели, некоторые даже почувствовали на своей шкуре…

    Операторская работа достаточно выдержана, обилие статичных длинных планов. Акценты на образах расставлены правильно: так, например, в кадре ясно блестят дорогие часы Владимира, а Елена выглядит мрачно и пасмурно. Да, хвастаться особо нечем, но картинка заставит глаза радоваться, а руки нажимать Print Screen. Плюсом великолепный саундтрек от Филипа Гласса, от которого волосы встают дыбом.

    Последние кадры фильма это демонстрация того, что ничего по сути не изменилось: добрые не стали злыми, злые такими и остались. Фильм «Елена» не оставит ни вам, ни всему обществу ни единой надежды, у этой пьесы нет концовки. Как относиться к этому — дело ваше, я лишь скажу напоследок, что картина определенно стоит моего потраченного времени и денег. Возможно пересмотреть и не захочется, но определенный, нужный отпечаток он оставит без всякого сомнения.

    29 марта 2016 | 13:46

    Да… почитала я отзывы… И стало странно — многие положительные. Но как говорится- на вкус и цвет… А цвет фильма — далеко не в «зеленых» тонах — скорее в темно серых. Беспросветных…

    Кино конечно не однозначное. Посмотрела его недавно и честно говоря — очень разочаровалась. А когда узнала, что фильм получил приз Канского фестиваля — не удивилась абсолютно. Чем мрачнее фильм о российских реалиях — будь то Груз-200 и ему подобные — он тут же получает призы за границей — а как же, в очередной раз увидеть доказательство того, как все плохо на Руси… Вот и «Елена» оказался в той же группе фильмов: избалованный своим богатством пожилой скупердяй, его тихая, во всем покорная ему и забывшая о самой себе, жена, родная дочь скупердяя — бывшая наркоманка, семья родного сына жены скупердяя — моральные «деграданты», включая старшего внука, попавшего в плохую компанию, и единственное, пожалуй, светлое пятно в этом фильме — недавно народившийся родной внук жены скупердяя — вот пожалуй и все герои фильма… Что за «прекрасный сюжет» — мне непонятно… Показана черствость людей и мрачность событий, безысходность и отчаяние, в результате которых каждый проявляет себя по-своему, а положительная со всех сторон жена скупердяя выступает в неожиданной роли с целью отъема хоть какой-либо части наследства, которую умирающий пожилой скупердяй и не думал делить с учетом супруги. Мне фильм показался удручающим… А что еще было ждать от Звягинцева — вроде как талантливого режиссера… Такой молодой — и столько черноты в каждой картине — как будто в душе режиссера ни единого светлого оттенка…

    За одну только игру актеров с натяжкой могу поставить

    6 из 10

    26 ноября 2011 | 12:44

    Один из наиболее обласканных критиками и заслуженно превозносимый узкой думающей прослойкой зрительской аудитории Андрей Звягинцев следует точно в выбранном фарватере собственного кредо, последним российским Диогеном пытаясь отыскать и объединить «человеков» своим взывающих к совести и разуму творчеством. Вопреки заявленной фестивальности «Елены» (которая тем не менее свершилась в рамках возможного максимума), актуальную социальность ее не может не увидеть только слепой, светакурицына и Джордж Буш-младший.

    Первое впечатление от фильма — это чистейшая эволюция михалковской «Родни». Причем определение «эволюция» в данном контексте исключительно обозначающее более поздние временные рамки событий картины Звягинцева, потому как по всем признакам проползшая поперек шпангоутов семейных ценностей трещина, только наметившаяся у Михалкова между представителями различных поколений (еще предпринимающих хотя бы видимость попыток преодолеть духовный вакуум между родными людьми), разрослась до катастрофических размеров. Эволюция своеобразная, потому что как можно считать движением вперед рост злокачественной опухоли?

    И не склеить эту трещину, не замазать столь искренне имитируемыми соплями главной героини картины Звягинцева, не заткнуть толстыми пачками денег из сейфа отравленного супруга. Эта трещина давно разрослась и разорвала некогда единое общество на миллионы микро-Гондван и милли-Лавразий эгоизма, в крайне ограниченных пределах которых мы барахтаемся слепыми котятами.

    И все стало иначе. И мы — больше не социум, но его дешевая имитация, так как сваленный в кучу набор запчастей черта с два является осмысленной конструкцией. И параллельные прямые брака не только пересекаются вопреки всем законам, но и уничтожают одна другую в точке перечения. И остается нам, зрителям, смаковать живописнейшие «потемкинские деревни» искренности семейных уз (возведенные выражаясь словами БГ по принципу «турки строят муляжи святой Руси за полчаса») в процессе разрыва между телевизором и карьерой критически истончавших и отмершихза ненадобностью, оставив любопытным душекапателям с архелогическим призванием только фотографии на кухонной стене как окаменевшие слепки с чего-то светлого из далекого прошлого. И смакуя, признавать, что хорошо известная, но при этом совершенно вычурная для формата взаимоотношений отцов и детей форма духовного проституирования последних типа «утром деньги-вечером стулья» (объятия, внимание — подставить по вкусу и разумению), стала нормой повседневной жизни.

    И колоссальная без преувеличения заслуга режиссера заключается в том, что он не пытается отвести глаза зрителя от этой проблемы. Более того, Звягинцев цинично, словно снимающая в фильме шелковые простыни с койки уехавшего ВИП-пациента медсестра, сдергивает гламурный полог с преподносимой нам ежедневно приукрашенной реальности, демонстрируя таким образом нелепость припудривания трупных пятен на лице социума в попытке сохранить его приличествующий вид, хотя оное (то есть лицо) изнутри уже очевидно изрядно поедено червями.

    Отдельно хотелос бы отметить ту роль, которую сыграл в формировании впечатлений от картины внутрифильмовый звук телевизора. Телевидение как один из непосредственных виновников гибели семейных уз, выступая Кассандрой, доносит до зрителя вполне осмысленные (и местами даже глубокомысленные) реплики бессмысленных телешоу, гармонично подчеркивающие внутреннее состояние героини и последующие события, которым, в принципе после преступления как кульминации действа, придана исключительно художественная функция. Но все простительно — уж очень яркая эта картина о «суете сует, пустоте пустот» вырисовывается.

    И по делам их узнаете их. И нас, может быть. И поделом

    9 из 10

    16 сентября 2012 | 22:05

    Похоже, Звягинцев стал европейским режиссером. Тот блеск и ровность, с которой выстроена Елена, не свойствен русской манере съемки и повествования. Хотя образ самой Елены, которую так нежно и верно воплотила Надежда Маркина, наполнен исконно русскими чертами и любовью. Образ же её мужа, крайне без эмоционального, неверующего и богатого человека, играемый неподражаемым Андреем Смирновым, пропитан европейскими чертами стареющего бизнесмена, не нуждающегося ни в чем. Не могу так же не отметить многогранность игры Елены Лядовой, дочки богатого мужа Елены: в её образе присутствует как холодная расчетливость и максимализм избалованного дитя, так и язвительные и хищные, но теплые нотки.

    Звягинцев явно сталкивает два мира: мир богатых и стерильных, и мир бедных и агрессивных людей. И Елена, как не определившееся звено между мирами (классами) современного общества, вынуждена бороться за мир своей семьи, мир бедных, в то же время, оставаясь в мире богатых.

    Как и принято в Европе, визуально фильм выверен чрезвычайно точно — тяжелые статичные кадры, не спеша сопровождающие весь фильм, остро подчеркивая стерильность общества обеспеченных, но больше всего поразили длинные планы природы и окружающего мира: восхода солнца, птиц, высоток, электрички. Благодаря тонкой работе оператора Михаила Кричмана, выстраивающего кадры издалека, из-под бока героев, зритель как бы наблюдает все со стороны, не принимая непосредственного участия, а лишь наблюдая за людьми и их мирами.

    Интересно будет отметить повторение в определенных местах одного и того же музыкального мотива, в то время как большую часть фильма саундтрек отсутствует, что придает фильму реалистичную напряженность и колорит.

    Фактически в Елене мы наблюдаем, как томится русская душа в этом денежном обороте стерильно-обеспеченных миров, как неуютно ей в богатой, но холодной квартире. Звягинцев четко определяет современную ситуацию на планете и в России: оба противоборствующих мира одинаково противны, и Елена, та нейтральная сторона, выбирает нечто среднее между ними.

    Показательно и то, что в финале гопники избивают друг друга на задворках Москвы, а затем, тихо и мирно, новообретенная семья пьет чай в роскошной квартире. Актуальное кино.

    24 мая 2012 | 14:00

    Невозможно жить хорошо, если вы из разных слоев. Невозможно! Совершенное отсутствие понимания. И каждый защищает и отстаивает только свою сторону, это естественно. Но блин! Меня коробит от этих плевков в сторону этих «в трениках». Хотя все правда. Но смысл их ругать? Ничего не изменится же. Они не встанут и не пойдут никуда. А как сделать так, чтобы быдло превратилось в человека? Телевидение — их канал. Вот там-то и надо пропагандировать действие. Опять же тот же «Малахов+» — супер-позитивная программа, однако же все тупо сидят, смотрят и ничего не делают из того, что он говорит. Замкнутый круг получается. Горбатого могила исправит?.. а ведь все эти люди имеют свои суждения и о правительстве, и о богачах.. да обо всем! Откуда у них это нищенское суждение? Гены, привычка поколений? Еще крестьянская? скорее да. Тогда это псевдоосвобождение крестьян было просто фуфлом, ведь в сознании ничего не изменилось! Большинство россиян крестьяне до сих пор! И жить они будут как крестьяне, не осознавая того, что они не свободны. Как показать им, что они тоже могут зарабатывать большие деньги? без понятия. Ведь барины тоже остались.

    О, это вечное разделение! И каждый варится в своей каше и осуждает того, кто не из его касты. Я не говорю о том, что надо всех уравнять. Нужно людей мотивировать! А быдло уже давным-давно не мотивировано ничего делать. Оно не живет, а проживает-доживает. Вспомнила фразу «пенсионный возраст официально называется возрастом дожития». Нас правительство так и воспринимает! Вошки, стадо. «Мы тут всё решим, а вы живите в серости, мраке, преступности. Сами виноваты, мы-то знаем, что надо просто жопу поднять и что-то делать.» А что делать, черт возьми?! Люди привыкли еще со школы от-си-жи-вать жизнь! Школа-институт-работа. тоска! И не выбраться. Потому что и так места мало в хорошей-то жизни.

    Муж богатый! Нанял себе жену-прислугу! Он мог бы ее одеть хорошо, показать жизнь не крестьянскую, а достойную. Научить ее хоть азам интеллигентности (вспомни про гедонизм). Но он ничего не сделал. «Для меня существуешь только ты в отрыве от твоей семьи. Ты как прислуга. Больше меня ничего не интересует. Ты меня устраиваешь в таком образе, и мне наплевать совершенно, что тебя там волнует, какие у тебя проблемы. У меня своя жизнь, своя комната.» Что ж он ей отдельно от дома конурку не купил тогда?!

    Всем наплевать на проблемы друг друга. «У тебя проблемы? Cам виноват. Решай сам, помогай себе сам, ведь я сам себе помог.» И не важно, что как раз у таких ребят-бизнесменов есть связи например. Есть те, кто им поможет вообще-то! «Потому что он свой, а ты чернь. Ты жопа, которая вечно сидит дома и пьет пиво. А мы молодцы, красавцы. Чистенькие. Друг-другу поможем красиво и хорошо. И пофиг, что нечестным образом. Когда быдло «решает» свои проблемы, это заметно и осуждаемо. Когда же решает элита — это так и надо. Они заняты серьезным делом, всю черную работу, такую как «убрать» кого-нибуть, делают чужими руками, чтобы не запачкаться, а потом осуждают их же.

    Этот конфликт бесконечен. Пока «крестьяне» не захотят что-то менять, а «барины» не захотят им в этом помочь (не деньгами даже, а советом, продвижением). Недостаточно простой фразы «Надо действовать». Недостаточно! Обеспеченные люди знают как делать и что делать, но не говорят, молчат! «Мы всего добились сами». Сам за себя. Так и сидим в болоте, лезем по головам, топя других, пока кто-нибудь не поднимется выше тебя, наступив уже тебе на голову! А те, кто вылез, стоят рядом и кричат: «Действуйте! Что вы барахтаетесь?! Кошмар в стране, развал, быдло одно! Болото.» Обсуждают, осуждают, снимают фильмы, пишут книги об этом. Это все, что они могут. Какое помогать? Ведь запачкают своей грязью. Так и живем.

    Насчет самого фильма, он отлично снят, что говорить. Атмосфера передана совершенно! Благодаря именно операторской работе и тому, что картина наталкивает на столько размышлений и суждений

    8 из 10

    14 ноября 2011 | 02:10

    Живо ли наше кино? Уже далеко не в первый раз я поднимаю этот вопрос. Однако ответа на него у меня все равно нет. После опусов Михалкова, хочется послать все к чертям, посмотрев сверху на проделки братьев Андреасянов, возникает желание вообще перестать смотреть наше кино. Однако, 1 раз в 2 года, к нам спускается «мессия», который говорит,: «Подождите ребят, еще не все потеряно». И ты веришь, посмотрев его работы, ты понимаешь, что надежда то есть, она вроде как рядом. Ведь получается же у наших соотечественников делать хорошие работы, без вливания кучи денег и без мольбы о государственных дотациях. Мы одним кадром можем посеять такой благой «холивар» (в хорошем смысле этого слова), что никому и не снилось, мы действительно можем, но только, к сожалению, один раз в два года.

    И все это нам приносит — Андрей Звягинцев и его команда. Они раз за разом нам доказывают, что кино в своем лучшем понимании живо. Кино, после которого, ты не выкидываешь попкорн в урну, а идешь с ним задумчиво, и понимаешь, что он у тебя в руках, только когда садишься в машину. Это то кино, которое тебя меняет, которое пытается это сделать, как минимум. После него, ты переосмысливаешь свои некоторые ценности, по-другому смотришь на многие, доселе казавшиеся правильными вещи. Ты меняешься. Ты стараешься поменять мир вокруг себя, пытаешься его перезапустить, включить уже мозги остальным, и твоим оружием является экран. Звягинцев этим пользуется, он умеет это лучше других в нашей стране, и он это доказал уже в третий раз.

    На этот раз он затронул очень больную для России тему. Тему взаимоотношения людей находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Богатые и бедные. Звягинцев их объединил. Бывшая медсестра, удачно выходит замуж за своего богатого пациента. У них есть дети от первого брака. У мужа -дочь, у жены — сын. Оба не идеальные. Оба зависимые. Дочь ни в чем не нуждается, ее поддерживает отец, пусть у них неидеальные отношения, но деньги он отсылает ей регулярно. Мама тоже пытается прокормит сына и его семью. Передавая им свою пенсию и кое-какие деньги, которые она получает от своего мужа. Однако его настигает удар. Он оказывается в больнице, где пришедшая навестить его дочь, меняет тому мировоззрения, буквально одним разговором. Он пытается изменить завещание в пользу своей дочери. Наша героиня, держа в голове тяжелую ситуацию в семье своего сына, намеревается убить своего мужа, обставив все, как несчастный случай.

    Картина просто нашпигована мелкими деталями, которые при единичном просмотре не попадутся на глаза, да и могут быть просто не понятыми. Это и те программы которые смотрят наши герои. Простая семья смотрит всякие обыдляющие передачи, по типу ток-шоу, и всяких убивателей времени. Наш герой-муж, смотрит исключительно нейтральные вещи, например, футбол. Внук нашей героини весь пошел в отца, никаких стремлений, целей, его не могут загнать учиться, но при этом и не хотят отправлять в армию, ему проще пойти с пацанами напиться пиво и идти драться со своими сверстниками. Развлечений больше нет. Отношения между богатыми и бедными раскрываются буквально одной фразой, когда наш герой, после удара, объявляет о изменении завещания и произносит такую фразу, в ответ на реплику жены, что дескать, «Вы только себя любите, ставите себя выше остальных», но шариковское «Последние станут первыми» никто не отменял. На что он отвечает, что «Это только в ваших сказках, библейских», жизнь мол этого не позволит сделать.

    Это все не очень важно. Это история одной семьи. Однако ж в последних 5 минутах картины, Звягинцев, все это переносит на всероссийский масштаб. Показывая, что русский, готов убивать русского, не имея какой-то веской причины, что он гробит свое здоровье, ни к чему не стремится, а в это время, по его дворам, улицам, городам, шатаются толпы гастарбайтеров, которых становится все больше, и которые, как показывает режиссер, в то время, как ты бухаешь и дерешься, играют в футбол во дворе. Задумайся человек, кто останется после тебя, где будет жить этот человек, с кем он будет жить? Мы теряем нацию, и это факт. Нас не становится больше, больше становится тех, кто приезжает сюда строить дома, бассейны, дворцы спорта и т. д. Для кого он это делает? Думаешь для тебя? А ты подумай, если ты не перестанешь себя так вести, бухать, драться и т. д., кому все останется? Он пришел, и на твои деньги, построил себе будущее, пока ты развлекался и уничтожал сам себя. Опомнись.

    7 ноября 2011 | 00:25

    Какими бы хорошими ни были предыдущие полнометражные работы Андрея Звягинцева — «Возвращение», «Изгнание» — «Елена» на их фоне выглядит куда понятнее и ближе, но в то же время — противоречивее и сложнее. Через своих героев режиссер будто рассказывает зрителю историю самого же зрителя — рядового русского человека, которому довелось жить в таком чудовищном мире.

    Елена, главная героиня, женщина уже на пенсии, проживает в дорогих апартаментах со своим мужем Владимиром, за которого лишь два года назад вышла замуж. Создается впечатление, что их теперешнее супружество — это какой-то высший долг, обязанность, но никак не основанный на любви и понимании союз двух людей. Они просто живут вместе: она готовит ему завтраки, обеды и ужины и убирает квартиру, а он, в свою очередь, полностью ее обеспечивает.

    Пространство киноленты замыкается на двух квартирах: первая — шикарно-отделанная, с прекрасным интерьером, в которой проживает лишь Елена и ее муж, и вторая — маленькая, несуразная, типичная комнатушка с невероятно узкой кухней, где живет сын главной героини, его жена, их старший сын и младший, совсем еще ребеночек.

    Аппендиксами в этой суровой идиллии вырастают их дети — у него дочь, у нее сын и его семья, которую Елена и пытается всеми возможными способами обеспечивать. Но вот тут-то и начинается самое интересное. Архетипы Катерины, дочери Владимира, и сына Елены, Сергея, вроде бы, ясны, как дважды два, однако цинизм Катерины — это не более чем ширма, стандартная вызывающая оболочка, за которой сидит добрая и очень чувствительная, прежде всего, Дочка, в то время как перманентно благодарный на словах Сергей — тот еще черствый овощ. Да, Звягинцев перегнул палку, сделав образ Сергея таким примитивным — вредные привычки, безразличие к сыну, наплевательское отношение к ближним, — но над этим как-то не особо получается смеяться, потому как это, увы, точная копия среднестатистического гражданина Российской Федерации.

    Образ же Елены невероятно спорный и трактовать ее поведение можно по-разному. Можно, конечно, оправдать ее безумный поступок, но так ли важна жизнь одного человека, когда на кону будущее своего внука? Она по-настоящему жертвует своими средствами, своим домом, но взамен не получает ровно ничего, и оттого жаль Елене еще больше. Она — грешница, но грешит ради блага своего ближнего — отчетливо видно, что Звягинцеву религия очень и очень важна, потому и Владимир, осуждающий сюжеты библейских притч, фактически, и умирает по одному из этих сюжетов.

    Но в то же самое время найти оправдание поступкам Елены не представляется возможным найти хотя бы потому, что помогает она тем, кто действительно не достоин и сотой доли ее помощи. В этом, собственно, и заключается вся противоречивость фильма. Конфликт двух миров, кино на стыке двух поколений, где отцы лежат на диване, пьют пиво и смотрят футбол, где их дети видят смысл своей жизни в вечерних драках и дешевом пиве, где помогают ужасными средствами тем, кому помогать нельзя ни при каких обстоятельствах.

    Мертвая белая лошадь; отключение электричества; очередной «случайный» ребенок; один только «Первый канал» на экране телевизора — символизм Звягинцева сложен и иногда попросту непонятен, но понятен посыл, идея, которой режиссер хотел поделиться со зрителем. «Елена» демонстрирует сущность современного российского общества, его гнилую структуру, его наивность и бесчувственность, бессмысленность существования его героев и, наконец, его замкнутость. Чем начали — тем и закончили, никакого прогресса. Статичность жизни.

    7 ноября 2011 | 14:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>