всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (5572)
ожидание: 94% (685)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7831 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пока среди нас есть Звягинцев, у нас есть надежда — в России умеют снимать кино. «Елена» — для меня лучший отечественный фильм уходящего года. Есть одна большая претензия, но только одна: я не верю, что всё так плохо, как утверждает режиссёр. В остальном полностью согласен. И если мне надо будет вспомнить, какой была Россия в 2011 году, я пересмотрю «Елену». Пронзительная до боли актуальность.

    Тема выбрана редкая. Снято в авторской манере, но без привычных для этой манеры преувеличений и надрывов. Звягинцев вместе со своим постоянным соавтором — оператором Михаилом Кричманом неспешно показывают ту настоящую жизнь, которую мы почти не видим в сегодняшнем кинематографе. Жизнь, как она есть, герои — никакие не герои, обычные обыватели, наши знакомые, мы сами.

    Можно сколько угодно рассуждать на тему национализма и увеличивающегося числа гастарбайтеров — Звягинцеву хватает всего лишь одного кадра — перед дорогой машиной проходят рабочие-азиаты, водитель дорогой машины ждет, когда они все пройдут, идут они долго, их много. Всё, тема закрыта. Она обозначена, она не важна для сюжета, но она — составляющая той мозаики, которую лепит режиссёр о нынешней России.

    Можно занудствовать о нашем тупом телевидении. Но Звягинцев просто включает «Пусть говорят» и «Давай поженимся»…

    Можно долго рассуждать на тему непрекращающегося расслоения нашего общества. И это одна из важнейших тем картины. Звягинцев и здесь обходится без нравоучений и пафоса. Он просто показывает Остоженку, как символ богатых оазисов сегодняшней России. Потом он показывает спальный московский, как символ провинции — там пацаны бухают пиво у подъезда и до сих пор выключают свет в домах.

    Попутно отмечу работу художника фильма Андрея Понкратова. Обратите внимание на то, как скрупулезно художник обставляет окружающее пространство — мы видим богатые апартаменты, нищенскую кухню, такой типичный вылизанный офис. Все, как в жизни, всему верю.

    … Звягинцев показывает нам две России — разные страны, оторванные друг от друга, непонятые друг другом. И там и там жизнь бессмысленна. И там и там мужчины сидят на диванах — только один пишет завещание, а другой пьёт пиво. И там и там женщины пытаются сохранить свои семьи. Мать противится тому, чтобы сын выпил рюмку, но отец настаивает. Елена понимает, что внуку можно было бы и послужить в армии, но ей так его жалко… Дети вырождаются и у тех, и у других. Богатая московская девица — прекрасный портрет нашей гламурной молодежи, которой «всё по фиг» и «как бы». Она ничего не хочет от жизни, она остра на язычок, вся такая циничная и остроумная, никого не любит, кроме себя, о собственной семье, детях думает только в кошмарных снах. Вырождение. Еще более быстрое, чем у сына Елены. Потому что сын в другой крайности — ему тоже по фигу, чем кормить третьего ребенка, жена «залетела» — пускай рожает, там что-нибудь придумаем. Господа Головлевы, не иначе.

    Богатые не собираются делиться. В чём-то они правы, но только в чём-то. Если бы вопрос стоял о здоровье внука Елены, он бы дал ей денег — безусловно, верная позиция. Завещание в пользу только дочери — позиция равнодушная, низкая и даже подлая. Бедные не собираются работать. И если представится возможность, они удобно устроятся на диване перед чужим дорогим телевизором и решат, что телевизор принадлежит им. Никто не хочет идти на встречу друг другу.

    Фильм не сколько о расслоении, сколько об этом нежелании любить друг друга. Понимать хотя бы. Звягинцев целенаправленно сухо и немного отстраненно показывает людей, которые забыли о таких человеческих категориях, как совесть, взаимоуважение. Дети относятся к своим родителям, как к мебели — это ли не примета времени? Да сколько моих знакомых со спокойной совестью хамят своим родителям !.. Много. Сколько моих знакомых окружают свою жизнь машинами и фитнес-клубами, становясь пустышками и пошляками? Тоже много! Звягинцев протестует против такого положения вещей. Он делает мне больно, показывая, какие люди окружают нас, какие мы сами.

    Есть ли надежда? Есть — в том, что появляются такие фильмы. То есть не всё так плохо, как может показаться после «Елены». Ведь создатели картины, понимая и считывая всю ничтожность своих персонажей, не могут на них походить — раз они способны понимать и считывать. Но почему же тогда они не дают надежды? Почему Звягинцев не добавляет к галерее своих уродцев человека достойного? Ведь среди московских барышень есть прекрасные и умные девушки, а в провинции живут работящие мужики, среди богатеев есть благотворители — да мало ли, кого еще нет. Театральный режиссёр Лев Додин сетует, что в современных пьесах, которые авторы предлагают его театру, все герои и ситуации слишком отрицательные и даже гадкие. Неужели сегодня нет положительных героев? Есть! Так снимите об этом фильм, напишите об этом пьесу. Понятно, что сложнее. Но оно нужнее. Мы и без «Елены» знаем о пивном алкоголизме и всеохватывающей нелюбви, а вы покажите нам любовь, покажите нам людей, достойных подражания.

    «Елена» — фильм талантливый. Напряженный, умный, драматический. Младенец на кровати в финале — потрясающая картинка. Может, это и есть надежда?.. Может, ради этого ребенка Елена и совершила свой грех?.. После фильм тяжело, не отпускает. Не пропустите.

    19 декабря 2011 | 14:09

    Несомненно, Звягинцев, один из ключевых российских режиссёров и за его творчеством нужно следить. Вот и новый фильм, уже не притча, а, скорее, социальная драма — и это радует, ведь хороших и актуальных фильмов у нас пока не так много. Тонкая, точная, филигранная картина — в общем, работа мастера, и тут, я думаю, особых расхождений не будет. Лично меня ещё порадовало наличие «экшн»-сцены, по настоящему живой и динамичной, чего ранее у Звягинцева не наблюдал.

    Но больше всего меня зацепила позиция автора — и с ней очень хочется поспорить.

    Фильм выражает только одно — безумный, иррациональной страх российской элиты перед «замкадьем», то есть остальной Россией за границами их уютных квартир. И это, кстати, тенденциозно — взять хотя бы «Юрьев день» — абсолютно тот же посыл. И вся остальная масса чернушного национального арт-хауса, изображающая якобы «жизнь», «народ», «про нас» и так далее. Но Звягинцев хотя бы делает это талантливо.

    В его фильме новая российская элита представлена этакой вырождающейся декаденствующей аристократией, более похожей на английскую начала 20 века. С другой стороны — безмерно плодящееся «быдло», гастарбайтеры (ещё одна угроза), ну и нависающая тень поражения в исторической борьбе.

    На мой взгляд, всё не столь однозначно (оговорки допускает и сам режиссёр, поначалу сочувствуя главной героине, но в конце и её превращает в холодную и расчётливую «хамку») — наши «новые русские» вот нисколько не аристократы, а в большинстве своём как раз то быдло, дорвавшееся до денег и удовольствий, и в этом смысле они гораздо опаснее.

    А трудовой (хоть в фильме антогонисты и изображены подчёркнуто бездельниками) народ в сознании творческой интеллигенции так и остаётся опасным и, видимо, ненужным элементом нашего общества.

    Грусно…

    А фильм очень хорош.

    19 сентября 2012 | 09:08

    В каждом фильме Звягинцева присутсвует герой — суровый, может быть жестокий, но несомненно правдивый, справедливый. В «Елене» это Владимир. Все, что он говорит, правильно. Только что­-то не так, что-то звенит в ушах и не дает покоя. Может быть, отсутствие в нем таких простых человеческих качеств, как жалость, понимание… Его жена Елена — как раз другая. Под одной крышей — два мира, между которыми огромная пропасть.

    «Чем вы лучше нас? Тем, что у вас много денег и много вещей?» возмущается Елена. А чем лучше Елена и ее семья? Сын — дармоед и лентяй, невестка — необразованная, внук — бескультурье. Владимир много заработал, и гордится этим? И пусть гордится. «Если хочешь чтобы все тебя увидели, стань Солнцем!». Если хочешь хорошо жить, иди, работай! И ведь дело не только в мебели, которой обставлена квартира. Дело в менталитете. Вот, смотрит внук из балкона нового дома и плюется. А на дворе такие же, как он, играют в баскетбол. Тогда как они с друзьями умели только шляться по подворотням и друг­-друга дубасить. В этом­-то и проблема. Проблема в необразованности народа, в его нежелании трудиться.

    А сколько бы не огрызалась и не ерничала дочь богатенького папочки, в разговоре с Еленой она неблагодарна, цинична, но сдержанна и воспитанна. И только рядом с отцом она такая, какая есть: дочь, не дополучившая родительскую любовь. «-Безответственно автоматически плодить себе подобных. Заведомо больных и обреченных. Потому что родители, мягко говоря, нездоровы и обречены. И делать это руководствуясь лишь тем, что все так делают, и якобы в этом есть некий высший смысл, познать который нам не дано… Потому что мы все исполнители некой высшей воли… Говно не может быть невкусным, потому что миллионы мух не могут заблуждаться». «Она наверное, бесплодна» злорадствует Елена в ее адрес, в то время как ее безответственный сын уже третий раз подряд собирается стать отцом. Социальная диллема всего мира: у богатых мало детей и много денег, у бедных много детей и мало средств. Очень понравилась актриса Оксана Семенова. Запомнилось ее лицо у гроба отца. Ведь правда же, не всегда люди рыдают на глазах у публики?

    А Надежда Маркина в роли Елены — это самое то. В образе Елены есть одно обезоруживащее качество — она Мать. И пусть ее сын четырежды не заслуживает роскошную жизнь, она ради него готова на все. И почему Елена пошла на это преступление? Не потому ли, что они с мужем были абсолютно чужими людьми? Она не была хозяйкой этого дома, она в этой роскоши не чувствовала себя на своем месте. И вся эта трагедия происходит от того, что между супругами нет любви.

    В фильме Звягинцева нет правых или неправых, хороших или плохих. В этом мире каждую минуту происходит много ужасного — и все это очень тихо. Просто жизнь она такая. Человек — жуткое существо, и жить среди людей — страшно.

    19 августа 2014 | 17:56

    Многозначное изречение Христа, записанное в Евангелии от Матфея «И последние станут первыми», адаптированное под чаяния народных масс, в прошлом веке стало слоганом революции: «кто был ничем, тот станет всем».

    Эта картина по многим факторам напомнила мне осыпанного наградами мировых кинофестивалей «Слона» Гаса Ван Сента. Там ведь тоже вроде бы ничего особенного не происходит, но финал ошеломляет. Как из жизни таких обычных на вид подростков вызрел такой смертоносный ужас?..

    В «Елене» и вовсе никаких кровавых драм. Но стилистика и внутренний надрыв этого неспешного фильма напомнили мне лучшие картины Абдрашитова и Миндадзе, так же без дидактики доверявших зрителю самостоятельно осознавать мотивацию и делать собственные выводы…

    Меня более всего печалит, что большинству зрителей эта история показалась банальной и скучной. По мне так она чудовищно страшная.

    Ведь в показе жизни главной героини и ее близких зрителю дается достаточно пространства и времени, чтобы настроиться на неспешный ритм и почувствовать ее характер и круг интересов. Она круглосуточно живет под отупляющие телепрограммы типа «Поля чудес», непрерывных кулинарных поединков и «Давай поженимся», которые, буквально, облучили ее сознание теми эталонами жизненных целей, к которым она идет твердой поступью бытовой революционерки, экспроприирующей экпроприаторов на доступной территории, где от нее не ждут подвоха…

    С детьми главных героев тоже все отдано на суд зрителей.

    По мне — куда честнее отказаться брать на себя ответственность за их воспитание, если понимаешь, что не способен дать им базовую нравственную основу, хотя есть достаток и кому-то надо бы передавать наследство. Так декларирует свою позицию дочь олигарха Катя в безукоризненном исполнении одной из самых талантливых актрис своего поколения Елены Лядовой. И семья сына главной героини на протяжении всей картины подтверждает ее правоту. Там все более-менее понятно: при всей мутности этого скопища бездельников и тунеядцев перспективы ясны и маловариантны…

    …«Обмануть доверившегося тебе человека все равно, что убить спящего на груди ребенка» — не помню, где вычитала, но к Елене это относится в полной мере.

    Какая же она после этого мать?!

    10 из 10

    13 ноября 2011 | 16:05

    Чего сказать про «Елену»? Все, как и ожидалось… фантастический оператор Михаил Кричман, блестящие актерские работы (Андрей Сергеевич вообще нет слов), очень холодный, очень красивый, выверенный, повествовательный, безоценочный фильм, изысканный, тонкий, очень европейский, Аменабара гораздо больше, чем Тарковского, и это его достоинство (если не главное, то одно из).

    В этой отстраненной холодности, выверенности каждого кадра, каждого слова в диалоге и каждой актерской работе на мой взгляд и заключается главная магия Звягинцева.

    В нем нет «славянской души» (чего я как раз не люблю, поэтому Кустурицу никогда не понимала),всей этой широты, щедрости, эмоций, истерик, мордобития с поцелуями, зато есть препарирование действительности как она есть, с холодной головой, со скальпелем в руке.

    Мне очень нравится форма, но совсем не нравится содержание. Это безупречное фестивальное кино на 300%. Я же люблю, чтобы фестивальное-не фестивальное, но кино должно трогать людей что в Новой Зеландии, что в Гвинее Биссау. А тут вроде придельно понятная и безупречно рассказанная история про 6-х несчастливых людей разного социального плана, но отчего каждый из них несчастен, и почему их судьбы завязаны в такой странный узел, почему герой Смирнова должен за все быть в ответе, как тот пионер, и почему в доброй и жертвенной Елене Анатольевне (чудесная Н. Маркина) под поверхностью скрывается столько злобы (или зависти, или еще чего более страшного и первобытного) — Бог весть.

    Тем не менее, «Елена» как произведение искусства абсолютно совершенно, посему браво!

    7 ноября 2011 | 12:27

    3-я полнометражная картина уважаемого мною режиссёра Андрея Звягинцева, которую у нас приняли, ну не то чтобы холодно, скорее 50 на 50. Но вот на Западе данное полотно стало чуть ли не культовым феноменом: высокие оценки от журналистов, главный приз на Канском фестивале в категории «Особый взгляд»,тепло принятый критиками с популярных западных сайтов «Rotten Tomatoes» и «Metascore» и тому прочие радости. Обидно, что подобную ленту даже не удосужились наши киноведы во главе с Михалковым и его КО отправить на соискание «Оскара». Оно и понятно, ведь нафантазированные самим Михалковым «Утомлённые солнцем 2»,о которых и так много сказано, поэтому я повторяться не буду, в разы «лучше»,чем тонкий психологический арт-хаус. Так по крайней мере посчитал наш оскаровский комитет (который, кстати, даже не легитивен, только тсс, это секрет!). А ведь могло бы получить совсем по другому…

    Но не будем о плохом, дорогие друзья. Не стоит отрицать, что Звягинцев — это наш Русский Бергман(как бы громко это не звучало) и второй Тарковский(как бы громко это не звучало). И я не спроста сравнил его с Бергманом. У Звягинцева очень схожи с Ингмаром манеры съёмки: здесь тоже есть медленное вступление, в котором 5 минут не произноситься ни слова и в картинах Андрея так же есть много скрытых символов, да-да. И это не плохо, а очень даже хорошо. Благодаря таким режиссёрам как Андрей, Русский кинематограф не умрёт никогда.

    И вот в самом начале мы встречаем знаменитый Бергмановский стиль. 5 минут нам просто показывают спящую Елену и её квартиру. По началу кажется что это просто подражание, но нет. Ближе к середине я понял, что режиссёр хотел показать этим то, что Елена довольно обеспеченная женщина и, в отличии от своих детей, ни в чём не нуждается. Вообще, персонажи в этом фильме получились на редкость колоритными и реалистичными.

    Сюжет нам повествует о практически пожилой паре Елене и Владимире. Оба состоят в гражданском браке и общих детей не имеют, только на стороне. Елена — добрая, трудолюбивая женщина, которая, как потом оказывается, хорошая мать, которая помогает своему сыну с его семьёй, о чём я напишу позже. Владимир- уже пожилой(выглядит он старше своей жены) обеспеченный предприниматель, которому жалко отдавать деньги на содержание сына Елены и вместо этого отдаёт их своей дочери, про которую я тоже напишу позже. Он ездит на дорогой машине, ходит в престижный спортзал, где частенько засматривается на других женщин, но при этом он всё равно любит свою жену и у них даже есть секс(!!). Но при всём этом, главным персонажем картины всё же является Елена.

    Звягинцев выстраивает ситуацию так, что не только главной героине, но и зрителю приходиться выбирать между двух зол. С одной стороны по закону деньги должны принадлежать дочери Владимира и всё бы нечего, если бы его дочь не была такой оторвой. Впервые мы её встречаем в кафе, где Елена говорит о том случае. В фильме данный персона присутствует совсем не много и сказано о ней мало, но этого достаточно. Прежде всего мы узнаём о том что Катя(так её зовут) совсем не любит своего отца и даже больше:он для неё просто напросто спонсор, о чём потом мы убедимся ни раз. И после всего этого понимаешь поступок Елены.

    С дочкой мы разобрались, но а что со сыном Елены? Здесь ситуация крайне интересна, да и персонажи колоритнее и очень сильно похожи на людей, которых мы часто видим на улице. Сын у Елены — безработный алкоголик, у которого есть двое детей(старший и совсем ещё младенец). Живут они в бедном районе, рядом с электростанцией. Дома у них — типичная сталинка. Так как сын главной героине не работает, то бедный матушке приходиться брать деньги их сейфа мужа и отдавать их. И тут кстати мы понимаем, почему Валдимир так скупился-то. С одной стороны можно понять Елену. Она же мать и как всякая мать будет помогать своему чаду. Но и прав сам Владимир говоря о том, что её сын уже не младенец, а взрослый мужчина и должен сам прокармливать свою семью. Ладно если там помочь материально, но не спонсировать его из месяца в месяц. Благо у сына и матери хорошие отношения, хоть местами мне казалось, что сын тоже пользуется добротой своей прародительницы. Ну а про внука Елены смысла нету писать, это, честно говоря надо видеть и понять.

    И вот после всего этого понимаешь всю тонкость данного сценария. Да, под конец хочется оправдать Елену, но и симпатию она уже перестаёт вызывать. И вот после всех анализирования персонажей, анализирования событий и довольно символической концовки, которая восхищает своей реалистичностью и пугает своей реалистичностью, я понимаю почему Запад так отнёсся благосклонно. Это действительно невероятная сама по себе картина, которая слегка мне напомнила «Шепоты и крики» Ингмара Бергмана. В ней можно найти массу проблем, что хоть в сочинение в ЕГЭ можно приводить как пример. В ней присутствуют реалистичные побочные персонажи, которым совсем не хочется сочувствовать. Самая не обычная сцена была в конце, где сын Елены и внук по очереди сделали плевок. Ах да, я что-то писал про символизм. Да, в картине часто присутствует ворон, который символизирует 3 вещи: смерть, мудрость решения или плохие вести. И вот глядя на плевок, о мудрости решения как-то не вспоминаешь.

    23 октября 2013 | 22:17

    Первый кадр вводит в заблуждение. Пятиминутный план «куста» кажется таким же бессмысленно-артхаусным, как и «кусты» Гаса Ван Сента. Но спустя несколько секунд понимаешь, что это не просто кадр ветки с птичкой — это рассвет. Начало, что придаёт особую ценность картине, и ты уже понимаешь, что, по крайней мере, начало положено.

    Звягинцев, как и в «Возвращении» не даёт ответов. Кто такая женщина, хлопочущая по хозяйству? Какое положение в доме она занимает? Спит в отдельной комнате, но ведёт себя вполне по-хозяйски. Создаётся впечатление, что она чья-то мать, какого-то вечного младенца, спящего за стенкой в ожидании того, как его разбудят и накормят. И не смотря на то, что позже понимаешь, что она — жена, всё-таки она остаётся матерью. Матерью для всех мужчин, другие же женщины — для неё либо никто, либо враги. В ленте по большому счёту кроме Елены и женщин-то нет. Жена мужа, вроде барышня толковая, но ничего не решающая — ни для мужа, ни для Елены, ни для нас — зрителей. И Катя — исчадье ада, лик Сатаны и просто блудная девка. Всё это, по мнению набожной, но нечасто посещающей церковь Елены. Она набожна точно так же, как и большинство женщин, несчастных и самоотверженных: верит в любовь, добродетель, судьбу, может гороскопы и силу «позитивной мысли», любую ересь, дающую ей надежду на то, что мир структурирован, имеет свою иерархию и закономерность. Катя же — человек-хаос. Она считает, что мир бессмыслен, вселенной ничто и никто не управляет, она знает, что люди — зло, даже говорит в одной из сцен, что она — гнилое семя, что все они — гнилое семя. Она не хочет плодить уродов, только потому, что так делают все. И этот её скептический реализм вводит благостную Елену в ужас. Наверное, для неё нет хуже антагониста, чем эта Катя. Елену, даже, больше удручает не то, что муж резонно не желает тратить свои деньги на неблагодарных, по-сути чужих для него людей (а ведь Владимир должен быть деловым человеком, и ему как ножом по сердцу бессмысленные и бесплодные инвестиции), а то, что он решает отдать свои сбережения демону-Кате. И Елена, в состоянии религиозного аффекта, хладнокровно, движимая жаждой справедливости, совершает страшный поступок. И это оказывается так легко, доступно и просто до банальности, что не верится, а ведь именно так и бывает в жизни.

    Здесь всё уверенны в своей правоте. Но режиссёр никого не судит. Все точки зрения имеют место: и Еленина, праведная, борющаяся за неведомую никому, кроме неё справедливость; и Владимира — одинокого, благодаря своей откровенности и меркантильности — никем не любимого, превратившего единственного, заботящегося о нём человека (Елену) в старуху; и недалёкого Сергея, сына Елены, который под влиянием гипер-заботливой матери остаётся ребёнком до старости и которому незачем поднимать свой зад с дивана, если ему и так достаётся какая-то мелочь; и Кати, несмотря на молодой возраст — безнадёжно уставшей от жизни. И зрителю предложено выбирать — но на чьей стороне он будет, зависит только от его жизненной позиции.

    Моя же такова: Елена — страшный человек. Из тех, кто, прикрываясь благими намерениями, вымащивают путь в преисподнюю. Слепых, а от того чуждых к общению — у неё есть своё мнение, и ни у кого нет достаточного авторитета, чтоб изменить его. Её вера в высшие силы, в справедливость, в то, что каждому достанется по заслугам — делает из неё монстра. Она несчастна, она не может понять, почему такая правильная и простая схема «с каждого по способностям, каждому по потребностям» не действует в реальности. Несчастны здесь все. Но Елена, пожалуй, самая несчастная. Суть её горя в неприятии ею жизни. А это, пожалуй, хуже, чем усталость Кати, лень и апатия Сергея, эгоистичность Владимира…

    Говоря о визуальной части фильма, можно сказать, что он очень красивый. Оператор умудрился стильно, но без прикрас показать современную Россию. Некрасивые, как живые люди, актёры, спокойные пейзажи, двойственность и одновременная цельность картинки. Звук же, как всегда у Звягинцева, с помощью золотых рук Дергачёва, уместен и сочен. Музыка завораживает, но не привлекает к себе слишком много внимания. Игра актёров ненавязчива и убедительна, не столь шокирующа, как в «Возвращении», но бесспорно профессиональна.

    Начало — находит отклик в конце, где последним кадром после всего является первый, но вместо рассвета мы видим закат. Это как напоминание о том, что какой бы ни была ситуация, какие бы происшествия ни были в одной конкретной жизни — всё это песок, по сравнению с масштабами вселенной. И пускай всё по-другому — ничего на самом деле не меняется.

    Саша О.

    21 ноября 2011 | 02:47

    Этот фильм является одним из самых сильных работ не только отечественного, но и мирового кинематографа за последнее время.

    В первую очередь, следует отметить, что фильм создан ни кем иным, как одним из самых талантливых режиссеров нашей страны Звягинцевым. Фильм «Елена» после его шедевра «Возвращение», который принес режиссеру мировую славу, завоевав множество наград, наверное, может считаться его самой успешной работой. В то время как «Возвращение» взяло золотого льва на Венецианском кинофестивале (но это далеко не все), «Елена» получила награду на самом Каннском кинофестивале. Фильм и правда произвел большое впечатление на мировых мастеров киноискусства, а также только усилил репутацию нашей страны в этой отрасли.

    Я, пожалуй, отмечу самые важные моменты.

    Первое, за что фильм и был удостоен почетной наградой, операторская работа. Михаил Кричман, оператор, погружает зрителя в особую атмосферу: все кадры, сцены, оригинальные ракурсы, композиция, продуманные до последней детали, играют важную роль в понимании основной идеи фильма. Мы замечаем неординарность картины прежде всего из внешнего ее облика. В фильме нет торопливости. Зрителю может даже показаться, что некоторые кадры уж слишком затянуты. Но какие это кадры: красивые, насыщенные, яркие, несущие не просто какую-то картинку, отображающую быт, а целую судьбу, жизнь. Без звуков и диалогов, с самого начала фильм уже дает зрителю настроение, но при этом мы остаемся заинтригованным долгими сценами, несущими за собой томную неопределенность. Вот так красиво, так неоднозначно и не ординарно, а главное совершенно незаметно для зрителя, работает оператор «Елены».

    Далее стоит сказать про одну из главный составляющих — игру актеров. Хотя что и говорить, просто прочитав имена актеров картины, можно уже и судить об их работе.

    Главная и самая неоднозначная героиня картины сама Елена (Надежна Маркина) состоит в браке с очень обеспеченным человеком, Владимиром (Андрей Смирнов). Общих детей пара не имеет, зато оба имеют по одному ребенку от двух предыдущих неудачных браков: у Владимира есть горячо любимая избалованная дочь, а у Елены — сын, не менее любимый, имеющий своих двух детей, но все еще нуждающийся в материнской заботе, а именно в денежной помощи. Владимир, ни в чем не отказывая своей собственной дочери, не хочет помогать внукам Елены, из-за чего у них и появляются незначительные конфликты. Один раз, сразу после своего выхода из больницы после инфаркта, Владимир решил сообщить супруге о своих намерениях написать завещание, в котором почти все он оставит своей дочери. Это событие станет ключевым в жизни всех героев, а главное Елены, которой предстоит сделать тяжелый выбор…

    Все чувства героев, их отношение друг другу, их эмоции, в разной степени выраженные, актеры передают великолепно. Этот фильм, не одна из тысячи однообразных малобюджетных драм, а шедевр. Именно поэтому ни один герой в нем не нарисован одной лишь темной или светлой краской. Именно эту неопределенность, а также многогранность человеческой натуры показывают своей игрой актеры.

    Действительно, после просмотра этого фильма возникает множество чувств, очень разных, но сильных. В нем есть очень много вещей, над которыми стоит обязательно задуматься. Из всего множества я выделю три — понятие справедливости, необходимость выбора, а также, уже вышеупомянутая многогранность человеческой натуры.

    Ситуация, происходящая в фильме, реалистична. Герои также реалистичны. Такое может произойти, такое происходит. Некоторые не видят этого, а режиссер нам показывает почему. Он берет женщину, ухаживающую за своим мужем, любящую мать, ставит ее перед выбором, являющимся абсурдным. Над ним и думать не стоит. Но она делает свой выбор. Что ею управляло? На что еще она способна? А может она сама просто еще не осознала, что сделала? И вдруг мы понимаем, что совершенно не знаем ее, людей вокруг себя мы также не знаем, если не смогли понять ее, такую ничем неприметную на первый взгляд женщину…

    И понять, что именно хотел сказать режиссер, невозможно. Для всех этот фильм будет значить что-то разное. Для некоторых — то, что справедливости не существует. Для иных — то, что пролетариат в конечном итоге, является сильнее любой аристократии. А быть может, все справедливо, просто нельзя относится всерьез к вещам материальным, уделяя больше внимания ценностям моральным…

    В любом случае, фильм оставит осадок в вашей душе. Осадок, может и не самый приятный, но зато полезный.

    10 из 10

    24 ноября 2011 | 22:41

    Довольно приличная драма. Не шедевр, но придираться я считаю тоже не стоит, так как для русского кино это вполне себе заслуживающая уважения картина. О чем? Нет, не о русской действительности, а всего лишь о родительской любви, она сильна и слепа (оба героя не хотят видеть недостатки своих детей), а уж материнская любовь способна сворачивать горы и осушать моря и притуплять любые другие чувства, как это случилось с героиней. Я бы даже назвала бы фильм «Мать», а не «Елена», как бы банально это не звучало

    Фильм оправданно меланхоличен.

    Насчет неясного символизма: сбитая лошадь и отключение электричества в доме сына, это своеобразные хвосты несчастий и неприятностей, нагнетающие обстановку, события преследующие героиню после ее страшного поступка.

    Тем же хвостом является и избиение ее внука. Во-первых, хочется отметить, что хорошим операторским ходом была съемка трясущейся камерой, как-будто свидетель снимает на мобильник драку, этот момент порадовал. Во-вторых, мне кажется не я одна подумала, что внука ее избили в качестве судьбоносного наказания за совершенный Еленой грех, но нет, эта драка является «пинком напоследок», своеобразным прощанием мальчика с заМКАДовским хулиганским существованием.

    В общем, подводя итог, скажу, что кинокартина вполне достойная и неплохая.

    29 октября 2011 | 17:26

    В последние годы появилась в русском кинематографе мода снимать кино «про жизнь». Чем более жизненный и реалистичный фильм — тем выше оценки критиков. И вот режиссеры стремятся сделать как можно более жизненным сюжет, как можно более жизненными разговоры и как можно более натуралистичными съемки. И ждут аплодисментов и возгласов зрителей: «ура, у них всё также как у нас, один в один!» Да, так и получается. Но из-за этого зачастую получается скучно. Потому что смотреть кино про обыкновенных людей интересно. Но тогда, когда с обыкновенными людьми происходит хоть что-нибудь необыкновенное. А когда нам просто показываются кадры из жизни — серые, убогие, без прикрас — хочется зевать. Ведь все-таки обычно люди приобщаются к искусству чтобы отвлечься от той жизни, что нас окружает и переключиться на другую жизнь — либо более яркую, либо наоборот куда более насыщенно-мрачную.

    Фильм «Елена» нам переключиться не дает. Сюжет предсказуем до тошноты. Единственное, чем он может удивить — что в некоторые моменты ожидаешь, что произойдет хоть что-нибудь выдающееся — но ничего не происходит.

    Если еще внимательнее вглядеться в фильм, то становится понятно, что снят фильм даже не про жизнь, а про стереотипы. Герои фильма не люди — а шаблоны. Режиссер решил снять фильм о «простых людях», которые стоят от него по другую сторону стены. Совершенно очевидно, что сам он таких людей не видел и никогда с ними не общался. Но насмотрелся Мистера Фримена и Демотиваторов и составил свое представление о среднем человеке типа Быдло. Сам он такого человека не знает, но кто-то там ему сказал, что простой народ — такой. И вот перед нами появляется «типичная семья»: мужик не работает, а только пьет пиво; его жена смотрит тупые ток-шоу и постоянно рожает детей, одного за другим; старшый сын либо играет в комп игры, либо зависает на районе с гопниками. Да, кстати, вы давно в Москве гопников видели? Их тут уже и не осталось почти. Ну да ладно. О каких-то характерах этих героев и говорить не приходится. Они же шаблоны.

    С изображением второго, богатого семейства у режиссера получилось получше. Но главная героиня — Елена — не перестает удивлять. Начиная с ее внешнего вида — одевается так, словно живет до сих пор на зарплату медсестры, абсолютно неухоженная, по ее виду никак не скажешь, что она замужем за человеком из высшего общества. И заканчивая тем, что к сыночку в Бирюлево она почему-то упорно ездит на электричке. Чего ей стоит заказать такси? Или у нее хобби такое, в электричках кататься? Мужа своего, Владимира, она любит «ну просто до гроба». Но любовь к детям и внукам конечно же сильнее. Приходится ей «наказать жадину-мужа». Он же такой жадный, обеспечивает жену, ее детей и внуков, дочь. И вот теперь из принципа хочет чтобы сын Елены, уже давно взрослый и самостоятельный отец семейства хоть раз в жизни поднялся со стула и что-то сделал. Нет, такой жестокости Елена мужу простить не смогла! Он же богатый. Мало ли что он ради этих денег всю жизнь трудился в поте лица! Что с того? Раз богатый, то должен постоянно снабжать деньгами свою жену и всех ее родственников до седьмого колена! Да и по завещанию, какое право он имеет оставлять так много своей дочери? Конечно всё жене! Только жене, и никому другому. И Елена находит выход.

    Фильм на этом не заканчивается, нам показывается, как ловко всё устраивается. Показывается «благодарность» внука, «благодарность» сына. И фильм всё тянется и тянется, до финальных кадров игры гастарбайтеров в футбол. А русские парни конечно же все такие, как внук Елены, режиссер в этом ничуть не сомневается: никто из русских парней не учится, никто своими силами в универ не поступает, спортом никто не занимается. И это Москва! А что там в глубинке? Вот простор для воображения режиссера! Он же там не был и ничего не видел, но в следующем фильме нам обязательно покажет еще больший мрак и запустение! Ждем…

    3 из 10

    За забавные монологи дочери Владимира — Кати.

    7 ноября 2011 | 15:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 150 руб.
    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Андрей Мерзликин и в жизни такой — неравнодушный, воспринимающий все близко к сердцу. Я заранее понимал, что для „Дома на обочине“, где вся острота сюжета внутри человеческой души, где нужно прорабатывать тонкие психологические вещи, нужен именно такой актер... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Великий уравнительThe Equalizer34 137 828
    2.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner17 437 020
    3.Семейка монстровThe Boxtrolls17 275 239
    4.Дальше живите самиThis Is Where I Leave You6 894 340
    5.История дельфина 2Dolphin Tale 24 788 153
    26.09 — 28.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner214 586 861
    2.ЛюсиLucy150 580 590
    3.Корпоратив92 000 000
    4.Человек ноябряThe November Man20 395 656
    5.История дельфина 2Dolphin Tale 211 012 108
    18.09 — 21.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 178 809283 371
    Деньги528 328 649 руб.45 961 912
    Цена билета242,49 руб.12,00
    18.09 — 21.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    225.Ирония судьбы, или С легким паром!8.094
    226.МуланMulan8.094
    227.Весна, лето, осень, зима... и снова веснаBom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom8.091
    228.Крупная рыбаBig Fish8.090
    229.Старший сын8.090
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Большие глазаBig Eyes90.91%
    52.Лондонские поляLondon Fields90.77%
    53.АллигентAllegiant: Part 190.66%
    54.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.60%
    55.ИнсургентInsurgent90.42%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Меня зовут ДжоMy Name Is Joe3
    АрмагеддецThe World's End83
    РакетаThe Rocket1
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue5
    Общество мертвых поэтовDead Poets Society227
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Семейка монстровThe Boxtrolls6.815
    ЛюсиLucy7.129
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.106
    Корпоратив4.168
    Великий уравнительThe Equalizer7.273
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    премьеры