всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов, Анна Бартули
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (8023)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма стартовали 9 апреля 2010 года и полностью проходили в Москве.
    • Изначально фильм должен был сниматься на английском языке, в США или Англии, рабочее название — «Хелен», мужа главной героини должны были звать Ричард. Из-за абсолютно русского менталитета сценария ленты место действия было решено переместить в Россию.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 15387 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Есть целое направление стихотворного стеба в виде т. н. «пирожков» вроде следующего:

    «А третий ангел вынул флейту
    и тихо заиграл буррэ
    и ясно что грядет нестрашный
    доброжелательный п…»

    В принципе артхаусное отечественное кино тяжело обвинить в оптимизме относительно социума, но внятные и заметные фильмы в диапазоне от «Бумера» до «Изображая жертву» во всяком случае не то, чтобы смягчали диагноз, но дополняли сюжет «гэгами», драйвом, экшеном или стебом. «Все умрут»- локальная история, «Кочегар» силен скорее фокусом зрения Балабанова, нежели аналитичностью. Есть стеб и в замечательном «4» : диалог Шнура про клонов, колоратурнейшие пьяные бабки дают гротеск. В «Елене» Звягинцев по своему обыкновению серьезен, вполне минималистичен и неулыбчив — утешения фильм не приносит: конец будет страшным и дорожелательности в нем не будет также. Именно отсутствие подмигивания зрителю, верность избранной интонации делает работу Звягинцева столь значительной и неутешительной — не нашел он праведника и даже маленький ребенок, образ которого является оправданием всего и вся, в фильме таковым безусловно не является. Отсюда и разговоры относительно осмысленности воспроизводства себе подобных.

    Не могу согласиться с суждениями о равно негативном изображении как богача с дочерью, так и детей Елены. Все познается в сравнении, однако цинизм персонажа Смирнова и его дочери не идут ни в какое сравнение с масштабом быдлячества семьи героини (сцена с приносом денег меня пробрала до дрожи — великая). Если согласиться с разделением персонажей на разные слои, то приходится признать, что попытка «верхов» смягчить диссонанс добром не кончится. Для любителей тезиса относительно того, что «надо валить из страны» фильм Звягинцева дает дополнительные эстетические аргументы.

    Звягинцев не без пользы посмотрел работы Гай Германики и не только взял оттуда актрису (лучшая женская роль в фильме именно ее), но и усмотрел интонации, приглушенную речь, ритм и естественность диалогов — фирменные черты Германики. Родня Елены в большей степени подобрана типажа ради, два ведущих актера сработали хорошо, музыка Гласса создает необходимое напряжение. Звягинцев как тот ангел перед сожжением Содома и Гоморры дважды пожалел и не убил внуков Елены — но оснований для их спасения как раз не усматривается.

    Достойный, несуетливый, европейского уровня пессимистичный фильм не без влияния и записных мизантропов современности и, в том числе, Шаброля.

    9 из 10

    P.S. Понятно, многим может не понравиться неспешный ритм повествования Звягинцева и его тяга к ландшафтному дизайну при изобразительном решении фильма — в «Елене» этого(и ложной многозначительности) много меньше нежели в двух предыдущих работах.

    10 октября 2011 | 17:18

    Пожалуй, наиболее часты параллели этого творения Звягинцева именно с самым известным романом Достоевского, однако, лишь наполовину. Если у классика литературы убийство происходит в первой половине произведения, у российского режиссёра — во втором, скажем так, акте. Казалось бы, незначительная деталь, но она меняет всё.

    Актёрская игра — я бы не сказал, что выразительна, хотя по-своему достаточно на высоком уровне, исполнительницу роли Елену даже не знаю, за что похвалить — типичная такая русская женщина, с пресловутой «загадочной душой». Ставит свечку за здравие, а действия свои направляет вполне себе на упокой.

    Владимир и его богемная дочь — заурядные представители высшего света, отпрыск, принадлежащий «золотой молодёжи» и отец, вечно погружённый в счета — здесь тоже без откровений.

    Конечно, хотелось бы разобрать фильм на кусочки — уж очень много в нём противоречий и кусочков той мозаики, которая отделяет картину от заурядной «бытовухи», что льётся на нас из телеэфира, однако без спойлеров это сделать невозможно.

    Два часа прострации и глоток действительности, эфемерная красота оболочки и горесть начинки — это блюдо способно удовлетворить и гурманов, и ценителей фаст-фуда.

    18 июля 2012 | 22:47

    Перед нами — серая картина обыденной жизни двух семей: Елены и Владимира, Сергея и Татьяны. Объединяет и разделяет их только одно — необустроенность их жизни (в духовном и в финансовом плане соответственно).

    Это все только на первый взгляд, проблема спрятана глубже.

    Обратите внимание на первый кадр: нам показывают засохшее дерево, которое не дает почек. Так и жизнь наших героев — устоялась и зачерствела.

    Но все меняется в один день, когда Елена решается на ужасный безнравственный поступок ради своей семьи. И вот вопрос: а меняется ли?

    Фильм построен на теме конфликта воли и отсутствия какого-либо желания менять свою жизнь. Владимир, сделавший себе состояние, на мой взгляд, имеет право с высоты собственного опыта осуждать семью Елены, поскольку с его позиции ее родня — не более чем нахлебники и дармоеды. Родная кровь же требует постоянной заботы о близких — вот Владимир и Елена, по сути, делают одно и то же: защищают и берегут свою семью. Каждый по-своему. И не смотря на разность мнений, они оба понимают, что иначе невозможно.

    Другое дело, поколение их детей: неспособное оторваться о родителей, беспутное, беспросветно серое и отупевшее, озлобленное на всех и вся, на себя. Желание лучшей жизни — не грех, грех — ничего не сделать для этого.

    Так что же изменила Елена свои поступком, если ее сыну на роду написано сидеть у ящика и клепать детишек от нечего делать, внуку Саше — лоботрясить до последнего, пока здоровья хватает, меньшому — вообще неизвестно? Что уж говорить про Катю — дочь Владимира…

    Фильм заставляет задуматься. Хотя бы о том, какие мы есть и что мы дадим детям своим.

    Не будет ли их жизнь засохшим деревом?

    22 апреля 2012 | 00:13

    Омерзение.

    Чувство безграничного всепоглощающего омерзения хватает за горло практически с первых секунд фильма и не отпускает до последней минуты. После просмотра ощущаешь себя так, словно побывал в болоте. В грязном, вонючем и глубоком болоте.

    Фильмы Андрея Звягинцева, на мой взгляд, никогда не были жизнеутверждающими. Однако фильм «Елена» (2011) бьет все рекорды по количеству отчаяния, безысходности и тошноты на одном квадратном сантиметре кинопленки.

    Прочитав аннотацию перед просмотром, я составила для себя определенную картину происходящего: богатый муж-жмот, не до конца отпустивший прошлый брак, его избалованная донельзя дочь, чья жизнь вертится вокруг модных тусовок и дорогих магазинов и Елена — несчастная женщина, которая с годами стала восприниматься мужем как домработница.

    Однако почти с первых минут ты понимаешь, что все не так — достаточно всего лишь увидеть сына Елены — сорокалетнего неудачника, который, похоже, считает, что работа для лохов, а предназначение истинных аристократов — в распитии пива на диване. Он, не гнушаясь, берет у матери деньги (на новые бутылки, видимо), успевая попутно строгать бесконечных детей, средства на образование которых строгать он почему-то забывает. Сергей искренне убежден, что Владимир — богатый муж Елены, его отчим, обязан оплачивать ВУЗ его детям: в частности, Саньку — быдловатому парню, у которого, похоже, никаких стремлений в жизни нет (еще бы, такой восхитительный пример перед глазами!) Однако методом простых математических расчетов мы понимаем, что Елена и Владимир (которые в браке около 10 лет) познакомились тогда, когда Сергею было уже 30, а то и больше. С малых ногтей, как видим, Владимир его не воспитывал. Духовной связи между ними, думаю, возникнуть не успело. Он для Сергея действительно «чужой дядя», как замечает сам Владимир. Так какого черта он должен выступать в роли спонсора для его семьи?

    Однако Елена почему-то разделяет убеждения сына: она не понимает, как можно «зажать» для «внука» несколько сотен тысяч рублей на университет. Иначе парня заберут в армию! А там нынче «такооое творится»! Бабушка не знает, что внук ее за гаражами вытворяет более жуткие вещи. Малолетнего гопника чуть не убивают в одной из драк «район на район». Интересно, если бы его все-таки убили, куда бы Елена применила полученные тернистым путем средства на образование внука? Считаю, что Надежде Маркиной очень удался образ Елены — от ее вечно поджатых губ с опущенными уголками и пучка воротило уже минут через двадцать.

    Тошнит и от грязной квартирки Сергея и его жены, тошнит от самой жены, которая абсолютно опустилась, сдалась, даже не попытавшись выбраться их болота, в которое ее затянул муж (или они затягивали туда друг друга?) Однако жена Сергея, в отличие от него, не выглядит озлобленной. Просто создается ощущение, что она отупела. Отупела во время нескончаемых вечеров перед теликом и с пивом, отупела от бесконечных родов (фактически режим «конвейер»), отупела настолько, что даже голову помыть нет сил (или желания?).

    Единственными адекватными людьми в этом мире паразитов выглядят Владимир(Андрей Смирнов) и его дочь, Катерина (Елена Лядова). «Беспутная и бесплодная», — ехидно говорит о Катерине Елена, хотя уму ей стоило бы поучиться у дочери собственного мужа, которая мудра не по годам. Нам ничего не рассказывают о жизни Катерины: мы не знаем, работает она или живет на деньги отца. Однако у меня создалось ощущение, что она не принадлежит к той породе бездельниц, что живут, просаживая папины деньги. Невероятно радуют монологи Катерины: о «заводе» детей, лишь потому, что так делают все, о семьях, что зачинают детей, абсолютно не думая о последствиях (ну просто Сергей и его жена в чистом виде). Считаю, что образ Катерины воплотился в самом лучшем виде, котором только мог — в виде Елены Лядовой, как ивзестно, одной из любимых актрис Звягинцева.

    Несмотря на циничные разговоры, видно, что Катерина искренне и глубоко любит своего отца. Ее скромные слезы на похоронах Владимира выглядят в сто раз трогательнее, чем театральные завывания и всхлипы Елены (сигаретку в курилке агентства ритуальных услуг она ножкой довольно бодро раздавила после). Создается ощущение, что все душевные муки Елены (и как следствие — одно утро на диване) связаны лишь с тем, что она понимает: ее религиозной душе теперь уготовано теплое местечко в аду.

    Хочется отметить потрясающую операторскую работу (Михаил Кричман). Вот чего не отнимешь у Звягинцева, так это того, что операторов он подбирать умеет. Картинка целостная, четкая, все ракурсы настолько самодостаточны, что даже без текста нередко ясно, о чем хотел нам сказать режиссер или что сейчас произнесет герой.

    Владимир — успешный мужчина, добившийся всего собственным трудом, в одном из диалогов с Еленой замечает, что его дочь — особенная, поскольку рассуждает действительно довольно своеобразно. На что Елена злобно выдает: «Вы думаете, что вы особенные, почему? Почему? Только потому, что у вас больше денег и больше вещей?..»

    Нет, Елена. Они особенные потому, что никогда не будут оправдывать отупение, безответственность и лень. Они особенные, потому что у них в жизни есть стремления, самое крупное из которых, я подозреваю — не банка пива у телика под «Давай поженимся!». Они особенные потому, что несмотря на «портящие-всех-деньги» умеют любить не только за них.

    «Закон силен, но власть нужды сильнее», — сказал как-то Гете. Эту фразу в разных вариациях кричат и те, кто пытается оправдать Елену. Однако задайте себе вопрос: действительно ли в ее ситуации была нужда? Действительно ли найденный ею выход — оптимальный?

    Самое страшное заключается в том, что паразиты торжествуют. Они сидят на своих диванах, пьют чай и пиво, в то время как маленькие паразиты пока еще спят в кроватках, постепенно набираясь паразитического опыта у своих родителей.

    Неужели выхода нет? Неужели выживут те, для кого подлость — стиль жизни?..

    7 июня 2015 | 20:11

    Как и любой тонко организованный фильм, снятый дисциплинированным режиссером, наполненный ясным и простым житейским смыслом, — «Елена» не может не трогать сердца зрителей.

    В этой картине, на мой взгляд, все зарождается на уровне длинных планов, характерных Звягинцеву. Бесспорно, этот сценарий можно было бы снять по-другому, но «Елена», как состоявшийся зрелый фильм, цепляет глубиной картинки и очень даже уместными пятиминутными дублями.

    Да, в фильме очень много русского и контрастного: орава гастарбайтеров, проходящих мимо Ауди, те же самые рабочие, играющие на спортплощадке около элитного дома в центре Москвы, «беспечная» молодежь, малая часть которой просаживает все деньги в клубе, а другая часть — на смерть дерется от незнания в какое же русло направить энергию.

    Сюжет вполне «достоевский» — право имею, или тварь дрожащая? Кто прав — строгий и справедливый Владимир, который оценивает людей по их возможностям и поступкам, или Елена, у семьи которой нет элементарных сил на рывок вперед? Что истинно справедливо — беспрекословная железная самостоятельность или легкая помощь, которая не решит глубинных проблем?

    10 из 10

    11 октября 2011 | 03:52

    Своим третьим фильмом «Елена» Андрей Звягинцев продолжает исследования взаимодействия полов в стремительно деградирующее время.

    Но интересен не сюжет или мораль, а скрытые и не очевидные причины поступков, которые закручиваются взаимодействием мужского и женского начал, противопоставленных друг другу. Владимир — это целеустремлённость, здравомыслие, конкретность в суждениях. Елена, его жена — забота, доброта, покорность обстоятельствам.

    Казалось бы, вот она идеальная конфигурация семьи, пусть уже и не молодой. Но удачная комплектация взаимных качеств на старте не даст хорошего результата, когда каждый существует сам по себе, в своём обособленном мире, лишь изредка соприкасаясь с проблемами своей половины.

    Что же не так пошло в жизни у этих взрослых, уже пожилых людей?

    У Владимира дочь — избалованная деньгами и бездельем одинокая беспутная особа, прожигающая жизнь. У Елены — взрослый сын, бестолковый мужик, имеющий семью, где беременная жена и ещё двое детей, все такие же лоботрясы, сидящие на шее у матери, удачно вышедшей замуж в зрелом возрасте.

    Внимание в фильме в первую очередь сосредоточено на её семействе, как на наиболее типичной житейской зарисовке из жизни матери-одиночки. Но всё это без слезливого драматизма о горькой доле покинутой женщины, а о том, что такое на самом деле «женское воспитание» и что такое «материнская любовь» для молодого человека, и о том, как женщина своей опекой уничтожает в мальчике мужчину.

    В якобы цивилизованном обществе поддержка материнства, но никак не отцовства, сопровождается внедрением в сознание нормальности матерей-одиночек. Это в свою очередь недвусмысленно и фактически приводит к развалу семей и отодвиганию мужчин в процессе воспитании детей. И, как видим, доминирование женщин в воспитательном процессе, а женских ценностей в принципе, приводит к тому, что настоящие мужские качества, формируемые волей, разумом и ответственностью, подменяются пошлым потребительством — пивом, футболом по телевизору, житейской несамостоятельностью и т. п. 

    Практически каждая женщина в своем сыне желает видеть ребёнка всю свою жизнь. Даже отрастив бороду и пивное брюхо, он остается для нее малышом, нуждающимся в её кудахтанье. Однако выросшие женоподобные дегенераты будут понятны и привлекательны для женщин, воспитанных в таком же духе покорности и пассивного потребления, и легко смогут завести семьи и детей. Можем уже наблюдать череду подобных поколений.

    Это семья Елены, а что же у Владимира?

    Дочь Владимира, несмотря на то, что это ненатуральный пластмассовый образ, как будто взятый из тривиального телесериала, выполняет свою функцию, показывая женское окружение главного мужского персонажа. Глядя на дочь, нетрудно представить, какой была ее мать. Тем самым создается небольшая, но достаточно показательная, галерея портретов женщин, которыми окружал себя Владимир.

    Вероятно, успешный в своих делах (чем он занимается, правда, не совсем понятно), в обыденной жизни он не может обходиться без женщин, но, будучи зависимым от них, он не стремится их воспитывать, а просто содержит и пытается использовать для своих целей, но, как видим, безуспешно. Женщинами ценность такого мужчины легко просчитывается — она равна количеству денежных знаков, которыми он обладает.

    Несмотря на свой рационализм и житейскую суровость, он не самостоятелен, и, несмотря на свой возраст, является заурядным заложником в женских играх.

    Итог жизни мужчин, подобных Владимиру, предопределен. Какая-то женщина обязательно сделает с ним то, что сделала Елена. И в реальной жизни нередко приходится наблюдать, как мужчина, наработавший капитал в нынешней феминизированной среде, оказывается разоренным именно женщинами, перед которыми раболепно преклонялся.

    И Елена и Владимир провалили свою первую семейную жизнь, не сумев вложить в нее ни грамма истинной любви, ни родительской работы и ответственности. Их жизнь разная, но схожа самовлюбленным проецированием своих самых дурных и эгоистичных комплексов на детей.

    Люди не сумевшие создать свою семью, не познавшие любви, уничтожают всё живое вокруг себя, в первую очередь в своих детях. Финал материального благополучия Елениной семьи, цель которой не созидание, а паразитизм, понятен — недолог. Чужое, незаработанное, но принятое за своё, проедается моментально.

    А теперь, давайте, посмотрим на себя…

    И напоследок. Хочется верить, что однажды Андрей Звягинцев откажется от арт-хаусной чешуи и начнет снимать реально самостоятельное кино.

    9 из 10

    4 января 2014 | 13:27

    Я не люблю такие фильмы. Когда тебя словно водят за нос, в течение нескольких минут показывая сцены, лишенные всякого смысла. Яркий пример-медсестра в больнице снимает с постели белье и ставит грязные кружки на поднос. Семья Елены сидит за столом, выпивают — внезапно гаснет свет и несколько минут люди шарят в темноте. После такого остается неприятный осадок обманутой надежды. Или:«Посмотри!Это элитарное кино!Не пытайся в нем разбираться!»

    Да, показана наша рутинная жизнь, однообразная, зацикленная на быте и деньгах. В фильме она даже гипертрофированно замедленна. И что? Ради этого нужно идти в кинотеатр? И почему концовка так размыта? Не понятна позиция Катерины?Не понятны чувства Елены? Она счастлива от того, что стала домработницей у бестолкового сына с его семьей, которые никогда не оценят ни ее жертвы, ни пачки денег, отданной безвозмездно? Что изменилось в ее жизни? И почему авторы фильма снимают с себя всякую ответственность делать выводы? Что за задел на вторую часть?

    Интересно, неужели российские зрители так устали от позитивного советского кино, что теперь жадно смотрят подобные фильмы и в мерзком «послевкусии» чувствуют гения? Не удивительно-мы уже давно субботними вечерами смотрим кровавые хроники и не можем заснуть без детективного сериала. Но выход есть всегда, и надежда на «прекрасное далеко» не должна нас покидать.

    Кстати, в фильме, телепередачи, которые мы слышим словно подталкивают Елену на преступление, говоря о том, что все в ваших руках. Это единственный понравившийся мне прием. (Забудем мертвых лошадей!)

    Нужно уметь делать правильные выводы. И тогда ответы найдутся!

    7 ноября 2011 | 23:09

    Еще один сборник вопросов от Звягинцева, заставляющий думать, однако мало заставляющий переживать. Поставить эту ленту в один ряд с «Возвращением», «Левиафаном» и, уж тем более, заставляющим пересматривать «Изгнанием» сложно, однако работа вовсе не пустая.

    Способен ли человек полюбить чужих детей? А своего супруга? Стоит ли «автоматически плодить заведомо больных и обреченных»? Нужно ли поддерживать беззаботное существование этих самых обреченных? И ценою чего..

    Вот таки самые большие вопросы возникают в голове, когда смотришь немые сцены, достаточно четко выражающие всю суть ситуации. Диалогов и полилогов мало — ровно столько, сколько нужно. Все ровно и обыденно — оттого и страшно.

    Операторскую работу не отметить просто невозможно — композиция кадров, цветовая гамма, свет.. все на высоте. Работу художников также нельзя не оценить.

    Звуковое сопровождение (будь то музыка или «посторонние» звуки) также сработано точно. Каждый звук — вовремя. Ничего лишнего. Истинный минимализм.

    Актеры справились отлично — самые сложные психологические сцены выглядят именно так, как и должно быть. Нету пере- и недо-. Отдельного внимания стоит Лядова. Роль для нее, будто-бы. Забавно-циничные, живые репликии ее произнесены метко. Она одна, возможно, цепляет в этом кино по-настоящему.

    Режиссер сплел тонкую материю настроений и тревог. Как всегда, впрочем. Все самое трагическое происходит как должное, почти ничего не весящее в общем течении жизни. Только в этот раз — слишком. Это не цепляет, не трогает.. оставляет в душе лишь ощущение несправедливости.. очень-очень ровное.

    Хорошо, вдумчиво, качественно, где-то глубоко, но.. не шедевр.

    7 из 10

    9 мая 2015 | 23:32

    Елена (Маркина) — аристократичная баба-богатырь, бывшая сиделка, ныне работает женой у московского олигарха (Смирнов), что, в принципе, то же самое, только заработок побольше. На досуге она смотрит идиотские шоу по «Первому» и возит деньги сыну-лентяю. Олигарх, расчетливая похотливая акула, относится к жене, как к мебели, разъезжает на роскошном черном «Ауди» и не может определиться с выбором плейлиста. Его дочь от первого брака (Лядова) — богемная стерва-нигилистка, у которой все «бессмысленно», а люди «нездоровы» и «обречены»; любимое занятие девчушки — мешать всех с говном и с нетерпением ожидать конца света. Самое интересное начинается тогда, когда олигарх получает сердечный приступ после короткой сессии в бассейне и решает написать завещание.

    «Елена» вышла, к огромной неожиданности искушенных поклонников Звягинцева, остросоциальной драмой о том, какой бардак творится в России; «Елена» вроде бы даже не о Боге (религиозная тема задвинута далеко на задний план), хотя «Возвращение» и в особенности «Изгнание» только, кажется, о нем и были; «Елена» — о развале общества, о том, что свечка в церкви — за деньги, что фешенебельная Москва — рай, а ее окраины — ад, облепленный гопниками. Титулованный божий одуванчик и знать не знает, куда деваться, — Елена потеряна в этом странном мире; она существует в своем собственном, где в первую очередь важны кровные узы, а потом уже — все остальное. Где-то к середине фильм набирает обороты и превращается в по-достоевски психологически тонкий триллер (даже отсылки к Хичкоку тут есть!), а ставки становятся как никогда высоки.

    Звягинцев предлагает два возможных варианта развития событий: либо плодиться дальше и рожать быдло (зловеще перекатывается по кроватке беспризорный ребенок в финале), либо не рожать совсем (прямо как дочь-нигилистка). И, честное слово, выбор не из самых простых.

    9 из 10

    3 июня 2012 | 13:27

    Фильм «Елена» получил приз Каннского фестиваля в номинации «Особый взгляд». Андрей Звягинцев в очередной раз (как в Возвращении) погружает зрителя в историю семьи. В «Елене» жена-служанка убивает обеспеченного мужа из-за его нежелания помочь деньгами ее сыну от первого брака.

    Звягинцева, как Тарковского, для неискушенного зрителя надо переводить. И здесь без словаря не обойтись. В этот словарь должны войти как минимум три темы — тема дерева, тема телевизора, тема Бога. И один из приёмов раскрытия тем — статичность камеры.

    Затянутость кадра — первое, что раздражает неискушённого зрителя. Камера ждёт рассвет, сфокусировавшись на ветках дерева, и даёт рассмотреть паутинку мелких веточек, сучки, шершавость коры, ворону на ветке. Дальше тема дерева продолжается в интерьере: стол, фасады кухонного гарнитура, поднос, раздвижные двери в спальню, паркет, рама для зеркала и даже заколка Елены сделаны из дерева. Живые цветы в вазе, растительный узор обоев в спальнях супругов (бутоны цветов у мужа, листья — у жены) — говорят о том, что хозяин квартиры ценит живое и настоящее. Добрая жена-служанка немодельной внешности без причёски и косметики вписывается в тему живого дерева — она как листья (не случайно обои в её комнате в виде листьев), без которых не может существовать ни крона дерева, ни бутон цветка. Так, тема дерева объясняет, почему эти люди вместе.

    Елена ведет себя как верная жена: муж в больнице — она ставит свечку за здравие. Ее правильность выглядит святостью, когда камера застывает, и Елена, зажигая свечу на фоне иконы, оказывается в одном ряду со святыми.

    Ей трудно найти нужных небесных покровителей, потому что у нее свой бог- сын. В ее комнате, словно иконостас в церкви целая, стена фотографий сына и его семьи. Именно ради него Елена отнимает жизнь у мужа. И здесь она выступает для супруга Богом, решая — жить ему дальше или нет. Автор конструирует символ всемогущества с помощью трюмо — он показывает три лица Елены в момент принятия главного решения.

    Фильм чётко поделён на два мира. С одной стороны — чистота, размеренность и достаток — с овсянкой по утрам в квартире террасой, футбольной площадкой во дворе, доставкой продуктов на дом, посещением фитнес клуба, с ироничным взглядом на жизнь и твёрдыми принципами.

    С другой стороны — хаос и безнадёга — с орешками и пивом у телевизора в тесной хрущёбе на окраине, и искренней верой в то, что «последние станут первыми», если первые поделятся. Огромные трубы ТЭЦ, покрывают этот антимир дымом, сквозь который с трудом пробиваются здравый смысл и библейские заповеди.

    Телевизор как символ информационного шума проходит сквозной темой через весь фильм. Он постоянно звучит фоном на заднем плане. Когда герои молчат, за них говорит телевизор. Кроме признаков качественной колбасы, рецептов салата и футбола, телевизор говорит правду семье Елены об их жизни — «Суета-сует и пустота-пустот у вас в головах». Но они её не слышат.

    5 апреля 2016 | 22:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 162 руб.
    Blu-Ray, 199 руб.
    подробнее

    Новости


    Проект студии Никиты Михалкова о мюнхенской Олимпиаде «Движение вверх» оказался на первом месте по результатам голосования экспертов Фонда кино. Александр Роднянский вошел в жюри Каннского фестиваля. Многострадальный «Преступник» получил прокатное удостоверение, а депутаты внесли законопроект о «прогрессивном налоге». Подробности — в дайджесте КиноПоиска(...)
     
    все новости

    Интервью


    Что означает глобальный приток женщин-режиссеров и женщин-продюсеров в наше кино? Есть ли в номинации на «Оскар» «Левиафана» и участии семи российских картин в программах Берлинале хоть капля политики? Почему Восточная Европа сейчас в тренде? И последует ли за бумом-2015 дефицит отечественных лент? КиноПоиск обсудил с программным директором «Кинотавра» Ситорой Алиевой главные тенденции в российской киноиндустрии. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    На экраны вышел фильм «Орлеан», где Елена Лядова сыграла роль парикмахерши Лидии, которая спит со всеми подряд и, не терзаясь размышлениями о морали, один за другим делает аборты. Еще один неоднозначный экранный образ героини «Елены» и «Левиафана» стал поводом для того, чтобы вспомнить все, что мы знаем об актрисе. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    45.12 разгневанных мужчин12 Angry Men8.461
    46.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.461
    47.Унесённые призракамиSen to Chihiro no kamikakushi8.458
    48.В джазе только девушкиSome Like It Hot8.458
    49.ТитаникTitanic8.456
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.Отряд самоубийцSuicide Squad96.81%
    2.Славные парниThe Nice Guys96.42%
    3.Бегущий по лезвию 2Untitled Blade Runner Project96.35%
    4.ПассажирыPassengers96.09%
    5.Темная башняThe Dark Tower96.07%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Этот неловкий моментUn moment d'égarement30
    Безродные звериBeasts of No Nation14
    Первый мстительCaptain America: The First Avenger308
    СосныWayward Pines48
    УрожайThe Harvest4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Экипаж8.302
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение7.968
    Несносные ледиMother's Day7.055
    Книга джунглейThe Jungle Book7.508
    СомнияBefore I Wake6.714
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War05.05
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    премьеры