всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (5758)
ожидание: 94% (685)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8813 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Очень уважительно отношусь к режиссерским работам самобытного Андрея Звягинцева, но данный фильм не очень был мне понятен, честно. Те, кто видел киноработы Андрея, могли уже привыкнуть к некому символизму в его фильмах, затянутым паузам в фильме, долгим видам природы и т. п., что нередко называют «псевдотарковщиной». Здесь режиссер также уделяет много внимания символике, подобно Оскару Уайльду в своих непростых произведениях.

    Выбор актеров безупречен: Надежда Маркина это та самая Елена, которую можно встретить на улицах большого города. Андрей Смирнов, на мой взгляд, везде одинаковый, и здесь показал, что на экране мы видим только его, а не персонаж. Мне кажется, он и в жизни холоден, беспристрастен и рационален, поэтому роль отдана режиссером именно ему. Поразила Елена Лядова — на мой взгляд, самый внятный персонаж истории, где прослеживается четкое попадание в типаж и понимание того, как надо играть Катерину.

    Когда смотришь фильмы Андрея Звягинцева, невольно ловишь себя на мысли, что здесь гениального, за что дают призы? Наверное, ответ кроется в том, про что снимает режиссер и каким языком это сделано.

    13 января 2012 | 19:49

    Елена. Подобравшись к 45-50 она встретила очень богатого мужчину и поселилась с ним в центре Москвы.

    Два взрослых человека, Елена и ее муж Владимир, как водится имеют свое прошлое.

    У Владимира — дочь, у Елены — сын и его семья: жена, взрослый сын и мальчик-грудничок. Сын — самый настоящий паразит. Он не работает, курит, пьет пиво и существует на пенсию Елены, безропотной женщины, которая регулярно финансово поощряет его образ жизни.

    И тут возникает проблема — необходимы деньги, чтобы «отмазать» внука от армии. Конечно же, в семье их нет, и сын обращается к Елене. А Елена вынуждена обратиться к мужу. Не зря она откладывает и откладывает разговор. Она понимает, как это будет унизительно выглядеть и знает, что скажет ее муж в ответ. Тут стоит отметить, что отношения супругов нельзя назвать счастливыми и гармоничными. Они спять отдельно и, наверно, давно. Занимаются сексом, когда этого захочет Владимир. А по большому счету Елена — не столько жена, сколько домработница. У ее мужа абсолютно потребительское отношение к женщине, находящейся рядом с ним. Владимир живет для себя и в свое удовольствие. Впрочем, как и остальные герои — сын Елены, внук Елены, дочь Владимира.

    И только Елена вечно живет для кого-то — для сына, мужа, внука. В своей жизни, в своих убеждениях она идет до конца. Ей кажется, что сын не может самостоятельно управлять своей жизнью и заботиться о семье. Она видит себя единственной спасительницей, и поэтому совершает столь дикий поступок. Почему Елена решила, что только она может изменить ситуацию? А потому, мне кажется, что привыкла всю жизнь решать все сама. И сама,что страшно, сама воспитала такого сына, такого мертвого потребителя.

    И жертва Елены — бессмысленна и бесполезна. Таким же, как ее сын, вырастет внук и его брат и тот, кто еще не родился. Это изначально мертвые, паразитирующие существа. Которые привыкли к халяве, и этим подписали себе приговор.

    Елена, как Раскольников, душа в метаниях среди двух миров. Она не знает, поступает ли правильно. Она просто чувствует, что должна это сделать. Ведь никто, кроме нее.

    «Елена» — это способ Звягинцева показать, что халява не пройдет. Не должна проходить. Нельзя жить, ничего не создавая, нельзя только потреблять и потреблять. Это тупик. И это особенно актуально в нашей ситуации. Мы все живем, чего-то ожидая. Что кто-то за нас решит нашу проблему, изменить нашу жизнь. Но кто это сделает, кроме нас? Сколько таких Елен еще будет? И сколько Владимиров пострадает за горькую правду, которую они не боятся говорить?

    Как и всегда, Звягинцев оставляет больше вопросов, чем ответов. И, безусловно, надо смотреть не один раз, чтобы переварить и понять. Очень понравились чисто эстетически первые несколько минут — отличная операторская работа, как всегда у Кричмана.

    Ну и также стоит отметить, что от абстракции Звягинцев перешел к конкретной ситуации в строго определенное время — город Москва, центр и спальный район, Малаховы в телевизоре, компьютеры в общем доступе, эпоха массовых откосов от армии — добро пожаловать в двухтысячные. Добро пожаловатьв Россию.

    9 из 10

    30 сентября 2011 | 21:55

    Первый кадр вводит в заблуждение. Пятиминутный план «куста» кажется таким же бессмысленно-артхаусным, как и «кусты» Гаса Ван Сента. Но спустя несколько секунд понимаешь, что это не просто кадр ветки с птичкой — это рассвет. Начало, что придаёт особую ценность картине, и ты уже понимаешь, что, по крайней мере, начало положено.

    Звягинцев, как и в «Возвращении» не даёт ответов. Кто такая женщина, хлопочущая по хозяйству? Какое положение в доме она занимает? Спит в отдельной комнате, но ведёт себя вполне по-хозяйски. Создаётся впечатление, что она чья-то мать, какого-то вечного младенца, спящего за стенкой в ожидании того, как его разбудят и накормят. И не смотря на то, что позже понимаешь, что она — жена, всё-таки она остаётся матерью. Матерью для всех мужчин, другие же женщины — для неё либо никто, либо враги. В ленте по большому счёту кроме Елены и женщин-то нет. Жена мужа, вроде барышня толковая, но ничего не решающая — ни для мужа, ни для Елены, ни для нас — зрителей. И Катя — исчадье ада, лик Сатаны и просто блудная девка. Всё это, по мнению набожной, но нечасто посещающей церковь Елены. Она набожна точно так же, как и большинство женщин, несчастных и самоотверженных: верит в любовь, добродетель, судьбу, может гороскопы и силу «позитивной мысли», любую ересь, дающую ей надежду на то, что мир структурирован, имеет свою иерархию и закономерность. Катя же — человек-хаос. Она считает, что мир бессмыслен, вселенной ничто и никто не управляет, она знает, что люди — зло, даже говорит в одной из сцен, что она — гнилое семя, что все они — гнилое семя. Она не хочет плодить уродов, только потому, что так делают все. И этот её скептический реализм вводит благостную Елену в ужас. Наверное, для неё нет хуже антагониста, чем эта Катя. Елену, даже, больше удручает не то, что муж резонно не желает тратить свои деньги на неблагодарных, по-сути чужих для него людей (а ведь Владимир должен быть деловым человеком, и ему как ножом по сердцу бессмысленные и бесплодные инвестиции), а то, что он решает отдать свои сбережения демону-Кате. И Елена, в состоянии религиозного аффекта, хладнокровно, движимая жаждой справедливости, совершает страшный поступок. И это оказывается так легко, доступно и просто до банальности, что не верится, а ведь именно так и бывает в жизни.

    Здесь всё уверенны в своей правоте. Но режиссёр никого не судит. Все точки зрения имеют место: и Еленина, праведная, борющаяся за неведомую никому, кроме неё справедливость; и Владимира — одинокого, благодаря своей откровенности и меркантильности — никем не любимого, превратившего единственного, заботящегося о нём человека (Елену) в старуху; и недалёкого Сергея, сына Елены, который под влиянием гипер-заботливой матери остаётся ребёнком до старости и которому незачем поднимать свой зад с дивана, если ему и так достаётся какая-то мелочь; и Кати, несмотря на молодой возраст — безнадёжно уставшей от жизни. И зрителю предложено выбирать — но на чьей стороне он будет, зависит только от его жизненной позиции.

    Моя же такова: Елена — страшный человек. Из тех, кто, прикрываясь благими намерениями, вымащивают путь в преисподнюю. Слепых, а от того чуждых к общению — у неё есть своё мнение, и ни у кого нет достаточного авторитета, чтоб изменить его. Её вера в высшие силы, в справедливость, в то, что каждому достанется по заслугам — делает из неё монстра. Она несчастна, она не может понять, почему такая правильная и простая схема «с каждого по способностям, каждому по потребностям» не действует в реальности. Несчастны здесь все. Но Елена, пожалуй, самая несчастная. Суть её горя в неприятии ею жизни. А это, пожалуй, хуже, чем усталость Кати, лень и апатия Сергея, эгоистичность Владимира…

    Говоря о визуальной части фильма, можно сказать, что он очень красивый. Оператор умудрился стильно, но без прикрас показать современную Россию. Некрасивые, как живые люди, актёры, спокойные пейзажи, двойственность и одновременная цельность картинки. Звук же, как всегда у Звягинцева, с помощью золотых рук Дергачёва, уместен и сочен. Музыка завораживает, но не привлекает к себе слишком много внимания. Игра актёров ненавязчива и убедительна, не столь шокирующа, как в «Возвращении», но бесспорно профессиональна.

    Начало — находит отклик в конце, где последним кадром после всего является первый, но вместо рассвета мы видим закат. Это как напоминание о том, что какой бы ни была ситуация, какие бы происшествия ни были в одной конкретной жизни — всё это песок, по сравнению с масштабами вселенной. И пускай всё по-другому — ничего на самом деле не меняется.

    Саша О.

    21 ноября 2011 | 02:47

    Работы одного из лучших современных русских режиссеров Андрея Звягинцева всегда имели большой успех на престижных европейских кинофестивалях, не стала исключением и эта лента, удостоенная приза жюри каннского МКФ. Это очень сильный, тонкий и многоплановый фильм, ярко живописующий портрет современного российского общества, также показывающий, насколько сильно женщиной движет материнский инстинкт, когда ради спасения своего рода она идет на невероятные поступки, не задумываясь о том, а заслуживает ли вообще спасения тот самый род.

    Говоря о фильме, нельзя упомянуть интервью неподражаемой актрисы Лии Ахеджаковой, размышляющей о ситуации в стране и нашем обществе. В этом интервью она упоминает эту работу Звягинцева, сказав такую горькую и справедливую фразу: «Я верю в отдельных людей, но я не верю в миллионы. Миллионы — это семья Елены, которые смотрят Первый канал». К сожалению, таких людей — 80%, это заполонившие наше общество люмпены, деклассированные элементы, которые не имеют никаких стремлений, желаний, четкого осознания того что происходит вокруг, с изуродованной системой жизненных ценностей и отсутствием морали и культуры. Парадоксальным образом именно они, не имеющие талантов, лишенные умения качественно выполнять свою работу, да и вообще не желающие трудиться, получают многое, не прикладывая усилий.

    Картина не посвящена проблеме классовой ненависти, как утверждают многие, она наглядно доказывает, что низшие классы живут в том самом низу лишь потому, что так хотят сами. Это не «униженные и оскорбленные», которым воздается по заслугам за тяжкие труды и нелегкую судьбу, это «отвратительные, грязные, злые», безликая, но активно идущая вперед серая масса, изничтожающая интеллигенцию. Сам образ Елены выворачивает наизнанку сложившийся в советском кино образ Женщины-Матери, которой, казалось бы, хочется посочувствовать и понять ее тяжкую долю, но стоит режиссеру показать, что это за доля, и на какие поступки она идет ради спасения своего рода, рода, который не заслуживает, чтобы его спасали, поскольку рано или поздно изничтожит себя сам, ибо идущая вперед эволюция все равно перемелет в своих жерновах примитивизм и серость.

    Ну и напоследок нельзя не похвалить стопроцентно точно попавший в образы сценарий, ухвативший множество важных и хорошо раскрытых нюансов, уверенную и толковую режиссуру и отлично играющих актеров. А также для меня стало большим и приятным сюрпризом упоминание в титрах прославленного композитора Филиппа Гласса, чей шикарный саундтрек в духе «Часов» идеально гармонирует с изысканной операторской работой, создавая прекрасную атмосферу. Один из лучших виденных мною за последнее время отечественных фильмов последних лет.

    9 из 10

    28 ноября 2011 | 02:39

    По своему исполнению «Елена» напоминает остроконечную стрелу, причем во всех смыслах и формах — от фабулы до авторского посыла. Актеров в новой драме Звягинцева немного и каждый занимает точное, определенное место: вот Елена и ее муж Владимир, вот семья Сергея, сына Елены, а замыкает галерею персонажей Екатерина, дочь Владимира. Круг действующих лиц ограничивает пространство сюжета, сжимая все действо в долгие, молчаливые планы тусклых квартир и обшарпанных подъездов пригородов Москвы посреди убогой окружающей местности, которую язык не повернется назвать пейзажем. В этих локациях перемещаются туда-сюда сотни посторонних людей, безликих и многочисленных.

    Цветовая гамма скупа на краски также, как сюжет — на драматургию, и потому мутно-серый, грязный цвет оформляет любую обстановку и любое движение героев. Здесь все будничное и обыкновенное, здесь нет аллегорий и символов — в лужах глубины не ищут. И чем суше киноязык, тем крепче хватка «невыносимой легкости бытия». И тем эта невыносимая легкость тяжелее.

    Люди в мире «Елены» существуют в координатах абсолютной моральной дезориентации, робко прикрывая стыд ворохами стареньких памфлетов про любовь, нежность и понимание. Чтобы не заблудиться в этом бесконечном лесу и хотя бы физически оставаться вместе, люди прибегают к морзянке товарно-денежных отношений. Отстукивая тире и точки, они покупают и продают — кто любовь, кто заботу. В обмен — деньги, привилегии, чувство собственного удовлетворения, наконец. И пока в ответ на тире тебе отвечают точками, все в порядке и идет как по маслу, но только попробуй задолжать — и тогда невидимые зубастые порождения Адама Смита загрызут и растащат тебя на куски, а потом твои жалкие останки скроют непролазные чащобы капитализма. Но разве есть кому-то до того дело — тут свою бы морзянку отстучать, а не то и до тебя доберутся.

    Однако белые вороны есть и в диких капиталистических лесах. Катя, дочка Владимира, выросшая на истлевших костях нерентабельных неудачников, научилась видеть дальше и лучше, чем все прочие герои «Елены». В ее репликах — самых, кстати, длинных в фильме — она с неподражаемым цинизмом и почти одними каламбурами вещает о конце света и гнилости человеческого семени. Совершенно сознательно прожигая деньги своего отца, она открыто предается порокам и будто бы очищается в их пустопорожнем огне, и тогда сквозь бесконечные игры слов прорываются искренние чувства и неподдельная боль. В середине и конце этой драмы о целеустремленных сердцах она одна будет плакать без обязательного надрыва, и ее расколоченное «Я» одно будет говорить на забытом человеческом языке. С примесью цинизма и мизантропии, разумеется.

    Однако не одним созерцанием палитры денежных купюр сыт режиссер. Звягинцев не удовлетворяется одним лишь «человек человеку волк», он выше берет — «человек человеку никто». Каким Андрей Петрович был бы гуманистом, если бы оставил своим героям лазейку, если бы оправдал их средой обитания, особенностями воспитания или, на крайний случай, глупостью и жадностью. Но драматизм героев романа XIX века чужд «елениным людям», этим сухим оболочкам с пристывшим жиром душ. Их настолько съела рутина и привычка, что даже собственноручное убийство другого человека неспособно выбить их из раз и навсегда установленной колеи. Любовь превратилась в доведенный до автоматизма рефлекс, где нет места самосознанию и душевным компаниям; социальные роли эволюционировали в роли театральные. Зато первичные инстинкты живы, и бьют сквозь высохшую почву подобно исландским гейзерам — размножение и самосохранение теперь почти самостоятельные единицы общественного устройства. Механика человеческого социума наконец одолела своих создателей и превратила их в себе подобных болванчиков, бессмысленно порождающих таких же болванчиков в целях порождения болванчиков.

    «Современные пьесы ничем не заканчиваются» — сказал некогда Ахматова. Открытый конец «Елены» не оставляет ни надежд, ни шансов на завершение порочного круга, а коловращение одних и тех же типажей и сущностей будет, по Звягинцеву, необратимо вечным, пока не наступит Апокалипсис и конец времен. Дай бог только, чтобы двумерные существа «Елены» не пропустили его в привычной суматохе серых будней.

    25 декабря 2011 | 20:13

    Мне «Елена» не понравилась по форме. Слишком неторопливое повествование и развитие сюжета, чрезмерное внимание к ненужным деталям. Оттого фильм кажется каким-то очень унылым, тоскливым, нарочито обыденным и пресным.

    Вообще, создалось впечатление, что фильм снимался не для российских зрителей, а с прицелом на западные фестивали. Бытовая сторона жизни героев показана настолько подробно и детализировано, что становится откровенно скучно. Мы всё ЭТО наблюдаем в том или ином проявлении каждый божий день, ну зачем нам на это смотреть еще? А вот для западных зрителей все эти растянутые и до мелочей прописанные бытовые зарисовки могут представлять интерес, они-то не знают, как среднестатистический российский обыватель проживает каждые пять минут своей жизни.

    Так и не поняла, то ли актерская игра не понравилась, то ли сами характеры героев плохо прописаны. Скажем, дочь главного героя Катя — какой-то совершенно непонятный для меня типаж. Этакий новый подвид нигилиста и циника. Ее философские рассуждения показаны в лучших американских традициях и как-то совсем не вписываются ни в данную картину, ни в современные российские реалии.

    Но всё это моё субъективное мнение. Могу легко представить, что фильм многим понравится. Я такое кино не люблю, но, в целом, фильм вполне себе достойный и качественный.

    7 октября 2011 | 12:06

    В моем понимании драма — это нечто, раскрывающее какой-либо смысл, несущее какую-либо идею, говорящее о чем-то важном, а если не замахиваться, то хотя бы впечатляющее. В данном же опусе Звягинцева (сразу оговорюсь, что с иными его работами не знакома) представлено достаточно скучное жизнеописание нерациональной женщины, которая положила начало (или продолжила, предыстория неизвестна) семейной линии бесполезных, а на примере внучка, за которого она и радела, социально опасных отбросов жизни, ради существования которых она приносит в жертву жизнь человека, куда более достойного, чем вся родословная Елены. И дело вовсе не в вечном противовесе бедных и богатых. Сын Елены беден и убог не по предназначению, и не по обстоятельствам суровой жизни. Его выбор был сделан им самим в пользу бытия ничтожеством-потребителем и диванным деспотом, имеющим, однако, достаточно эгоизма, чтобы судить того, за счет кого жив, и выносить ему вердикт

    Я не знаю, какой реакции ожидал Звягинцев на свою главную героиню. Жалость? Сочувствие? Сострадание? На протяжении всего фильма Елена вызывала дикое отвращение и желание увидеть ее страдания и боль. Она не вызывает ни понимания, ни прощения, ибо ее цель не оправдывает средства. Сын — ее вина и забота, самым простым было достать легкие деньги, окупив отсутствие воспитания

    Действительно, бросается в глаза разночтение самим режиссером Владимира — в разговорах о сыне Елены он предстает разумным и расчетливым человеком, а в ситуации с завещанием выглядит слепым и наивным. Роль дочери совершенно размыта — вроде она представляет собой недоброжелательную оппозицию, а затем просто внезапно, без лишних слов, покидает картину

    Так же очень неприятной оказалась трансляция по телевизору всех самых популярных ток-шоу Первого канала. Дешево

    Сквозь пальцы смотреть можно

    5 из 10

    9 декабря 2011 | 01:46

    Пересказывать фильм смысла нет. Он целиком рассказан в аннотации. Других событий в фильме не будет. Других линий, подсюжетов — тоже. В аннотации даже больше сказали, чем снято. Кадров в фильме мало. Правда, их почему-то становится больше, когда Звягинцев снимает диалоги. Снимает он их как в дешевом сериале. Что, не умеет по-другому? Герои сидят за столом и бла-бла-бла. Разговаривают. И тоже по-сериальному — то есть, открытым текстом говорят то, что хотят сказать. Чехов тут даже не ночевал. Но Донцова нервно курит в сторонке.

    Отдельно про Звягинцева — сценариста:

    Если бы какому-то продюсеру сценарист принес такой сценарий, его даже не вставили бы в сериал по причине откровенной банальности. Банальнее историю придумать сложно. И тут автор преуспел. Это шедевр банальности.

    Тут уже много написали про разные непонятности про таджиков, лошадь и прочее. Думаю, это сделано, как всегда у Звягинцева, специально, чтобы критики что-то в этом нашли, рассказали автору, и он через пару лет будет всем рассказывать, что именно это и имел ввиду. Сейчас он больше молчит, как партизан, потому что сказать-то нечего. Пустота. Пустая история, пустые диалоги, больше похожие на разговоры истериков, плохая игра (или не игра) актеров. И как обычно у Звягинцева — ни тебе, мотивации, ни тебе, интриги.

    Герои чего-то хотят, но без видимых на то причин потом хотят чего-то другого.

    Пустота. Пустота в каждом кадре.

    Пустой фильм, не рассказывающий ничего нового. Не показывающий ничего нового. И не стоит копаться в фильме и искать в нем какой-то скрытый смысл. Его нет. В этом фильме ничего нет. И если уж сравнивать Звягинцева с Тарковским, как пытаются некоторые, то Звягинцев перещеголял Тарковского в бессмысленности длинных кадров.

    Отдельная «благодарность» автору за звук, которого нет. Иногда возникало ощущение, что в монтаж пошел единственный дубль с единственно записанным живым диалогом. Понятно, что звук писали на площадке, но некоторые диалоги актеры даже не удосужились сыграть. Или Звягинцев не смог срежиссировать?

    1 из 10

    7 ноября 2011 | 12:06

    Приступая к просмотру «Елены» Звягинцева, прочитав некоторое количество рецензий, выслушав отзывы и мнения, думается, что вот теперь-то картина будет полной и весьма объективной. Но истина тем и сильна, что не оставляет ни единого шанса на самовыражение, прибивает к позорному столбу надолго, заставляя задыхаться от безысходности. Такова эмоция бытия, изложенная в доходчивом посыле зрителю.

    Здесь нежелание расставаться с благополучием и спокойствием убивает любовь, а эшафот предпочтительнее слов прощения. Внутреннее напряжение кажется лишним и выбивающим из колеи. Статья в газете важнее криков за окном, а в сжатом до боли кулаке — все самое ценное на годы.

    Каждодневный мелкий выбор между духовностью и инстинктом самовыживания приобретает масштаб апокалиптический. Сила крови сошлась в поединке с силой духа. Здесь нет победителей — а есть лишь выжившие, и, следуя дарвиновско-юнговской теории, выживает активно размножающийся, как обладатель коллективного бессознательного, пусть мелкого, житейского, привязанного к четырем стенам и милым сердцу сувенирчикам. А здесь есть место лишь естественному отбору.

    Убийство кричит своей матафоричностью о неспособности борьбы, о невозможности сопротивления животному страху, за себя, за близких. А ведь борьба была — недолгой, трусливой и даже вполне осознанной. А это уже подвиг. Ибо если обратиться, к образу «блудной дочери», отринувшей всё и вся, можно говорить о самоубийстве, что еще страшнее. Этот срез, гуманно оставленный режиссером эпизодическим фоном, закован в броню стороннего наблюдателя, который опустив руки не способен выдавить из себя ни сострадания, ни посыла к действию и только слезы от потери близкого, как оказалось человека — единственный признак теплящейся жизни. Она, возможно, возродится, истинная, свежая и настоящая в пошлом кабаре.

    Убив единственную свою защиту и пусть скупое на эмоции, но человеческое тепло и даже понимание, убийца сама обречена на истребление, будучи чужой и в среде кровных уз с понятными рефлексами и установками. Понимает ли она это? Скорее всего да. И это уже приговор каждому из нас. Загнав себя в рамки плотских удовольствий не просто дышать полной грудью, а от загоняющих хочется бежать, закрыв голову руками. Но сделать это нет ни малейшей возможности. Безысходность и страх против сострадания и чувств… И нет ничего социального, есть лишь микрокосмос внутри себя. Одна восточная мудрость гласит: «государства гибнут, а горы и реки остаются».

    4 июня 2013 | 21:30

    Посмотреть русское кино на большом экране так же, как и прочитать русскую книгу не с экрана ноутбука, но по старинке шелестя страничками и принюхиваясь к запаху бумаги для эмигранта счастье ещё то. И тут уж, ясное дело, особо не повыбираешь, не повыпендриваешься — что предложили, тому и радуйся, а нет, так какие могут быть претензии — твоя культура, сам в массы её и продвигай. Исходя из подобных рассуждений, воодушевилась я на днях мыслью о личной ответственности за распространение русской культуры в Новой Зеландии, задумав организовать поход своей группы во главе с нашей любопытной до нового преподавательницей английского новозеландкой Пэт на русский фильм, что в рамках кинофестиваля показывали в местном кинотеатре на русском языке, с английскими субтитрами.

    Фильм Андрея Звягинцева «Елена» из невнушительного и скудного, как и предполагалось, списка русских фильмов был выбран мною сразу и, как говорится, под себя. Во-первых, социальная драма — один из любимых моих жанров; во-вторых, стиль Звягинцева, то, как он снимает и как не снимает, мне весьма импонирует; ну и наконец, в-третьих, о складе мышления автора и его взглядах на современную Россию я не только имею представление, но, более того, вполне их разделяю. Другими словами, сомнений в том, что фильм мне лично понравится, не было никаких. Не сомневалась и по поводу мужа, с которым в этом плане интересы совпадают. Переживала лишь за приглашенных мною друзей-иностранцев, что отменили, дабы составить нам с супругом компанию, свой традиционный поход в мексиканский бар на сальсу.

    «В фильме не будет экшена», — предупреждала я по дороге в кинотеатр, рассказывая про чеховские традиции внешне спокойного и монотонного, но драматичного внутри действия. Посчитала нужным заблаговременно объяснить и чаадаевское «кого люблю, того и порицаю», по привычке, быть может, чересчур эмоционально настояв на том, как важно не идеализировать свою родину, но не бояться видеть её такой, какова она есть, готовила к мрачным, но правдивым картинкам и выводам по поводу современной российской действительности.

    Однако же зря я так волновалась. Не эти моменты, но совсем другие, как выяснилось, произвели в итоге впечатление на Пэт и моих одногруппников, которые, не придав особенного значения социальному аспекту, заинтересовались в первую очередь драмой семейной. «Это могло случиться в любой стране», — начала наше обсуждение по окончании фильма Пэт.

    Бывшая медсестра Елена, главная героиня картины, замужем за богатым бизнесменом Владимиром, с которым они вот уже десять лет тихо и мирно проживают под одной крышей. У Владимира дочь — богемная и избалованная, однако же совершенно не глупая девушка Катя. У Елены сын-бездельник, сноха и двое внуков, старшего из которых надо срочно отмазать от армии и определить, непутёвого, в университет. Справедливый и рассудительный Владимир отказывается в который раз помогать родственникам Елены, более того после внезапно случившегося с ним удара оповещает супругу о своём решении написать завещание, согласно которому всё его имущество достанется дочери, Елене же — пожизненное пособие, что позволит ей безбедно прожить остаток жизни, но не даст возможности, как хотела бы она, помогать непутёвой её семейке. И вот скромная и послушная Елена решается на отчаянный поступок…

    Мнения по поводу того, можно ли оправдать содеянное Еленой, разделились. Одногруппники-колумбийцы всё больше сочувствовали героине, разделяя её переживания и желание помочь семье сына, невзирая на очевидность того, что существенной пользы помощь эта не принесёт. Пэт, напротив, Елену осудила сразу и безапелляционно. Дети вырастают и уходят из семьи, семья женщины — это её супруг, партнёр. К слову сказать, один из сыновей Пэт, тоже, как она говорит, непутёвый, однако на материальную поддержку от неё даже и рассчитывать не смеет.

    Следующий момент, по поводу которого мнения наши снова не совпали, касался открытого финала фильма. Родственники Елены переезжают в её шикарную квартиру, сноха снова беременна, все счастливы, строят планы на будущее. Вся эта семейка во главе с Еленой, на душе которой кошки скребут, зрителю по-прежнему неприятна и малосимпатична. Но… камера задерживается на дремлющем и затем просыпающемся на кровати, некогда принадлежащей Владимиру, ребёнке. «Разве не значит это, что жизнь продолжается и не всё так плохо и безысходно?» — вопрошает Пэт. Кивают и колумбийцы, вспоминая заодно и про дочь бизнесмена Катю, которая, пусть и с недостатками, но не глупа, молода, у которой вся жизнь ещё впереди. Вот только ни меня, ни мужа аргументы сии не убеждают. Снова перехожу на социальный аспект. Рассказываю про революцию семнадцатого года, гражданскую войну, Шариковых и Преображенских. Всё это уже было. Раскулачивали, насмехались, создавали собственную культуру. Насколько их хватило? Восемьдесят лет? Теперь про Катю. Согласна, персонаж она куда более симпатичный, нежели остальные. Вот только есть разве у Кати и таких как она, избалованных удовольствиями, не знающих как зарабатываются деньги, не желающих иметь детей и не видящих смысла в происходящем, разве есть у них будущее?

    Как походом в кино, так и последовавшим за ним обсуждением фильма, сама я осталась вполне довольна. Пэт пообещала подумать ещё об увиденном на досуге, с ходу сложно серьёзные выводы делать. Одногруппники предложили познакомить с колумбийским кино, которое, по их словам, ну совсем не такое, как русское. И хотя вовсе не весёлым и уж никак не жизнеутверждающим был просмотренный нами фильм, на душе у меня было радостно.

    Радостно от того, что за русское кино не стыдно, что, несмотря на все проблемы, что испытывает наш отечественный кинематограф, хорошее, вдумчивое, правдивое русское кино по-прежнему существует.

    21 августа 2011 | 09:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 150 руб.
    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Андрей Мерзликин и в жизни такой — неравнодушный, воспринимающий все близко к сердцу. Я заранее понимал, что для „Дома на обочине“, где вся острота сюжета внутри человеческой души, где нужно прорабатывать тонкие психологические вещи, нужен именно такой актер... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.139
    186.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.136
    187.Грань будущегоEdge of Tomorrow8.136
    188.СхваткаHeat8.136
    189.ХулиганыHooligans8.135
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 293.70%
    17.КиберBlackhat93.66%
    18.Американский снайперAmerican Sniper93.53%
    19.Чем дальше в лесInto the Woods93.41%
    20.Черная мессаBlack Mass93.41%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Горько! 29
    Я – СэмI Am Sam146
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars118
    Красивые девушкиBeautiful Girls14
    Сен-Лоран. Стиль – это яSaint Laurent7
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.039
    ДракулаDracula Untold6.618
    СудьяThe Judge8.210
    ИсчезнувшаяGone Girl8.503
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.447
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры