всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (5758)
ожидание: 94% (685)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 9104 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Если честно, под впечатлением. И, если честно, не ожидал. У меня был как-то раз неудачный случай знакомства с творческом Звягинцева на примере «Изгнания». Не оценил. Конечно, потом был «Нью-Йорк, я люблю тебя» и гениальная, на мой взгляд, миниатюра Звягинцева «Апокриф» из него. И вот теперь — «Елена».

    Фильм о том, что отключили свет. Во всем квартале. Во всей России. Во всем мире? Фильм, в котором, на мой взгляд, показана вся изнанка постсоветской реальности в общем, и современной России, в частности, — с пафосом «семейных ценностей», с религиозным суеверием, разгулом жестокости…

    Кто-то возразит: «Слишком мрачно», — чьи-то чувства будут оскорблены. Но для меня здесь весь постсовок. Это его мозаичный портрет. Изнаночный, отраженный в кривом зеркале, утрированный, но бьющий точно в цель.

    Искусство на то и искусство, чтобы ставить проблемы. Не убегать от них, а резать по живому и кричать: «Общество больно. Здесь выключили свет. Нужно лечить».

    Как контраст — телевидение, которое фоном проходит через весь фильм. Очень важная деталь. Весь фильм мы слышим обрывки телепередач, веселых и беззаботных. Телевидение здесь заполняет пустоту жизни. Пустоту сердец. Пустоту бытия.

    И еще это фильм о том, что все друг другу чужие. Здесь нет общения. В мире, который рисует Звягинцев, не может быть общения. Глухота доведена до максимума.

    И как вариант прочтения: чем не аллегория октябрьской революции? Мелькнула у меня такая мыслишка в конце, метафорическое воплощение исторического переворота в России.

    Жду «Левиафана». Очень жду.

    24 октября 2014 | 23:39

    Андрей Звягинцев, снявший «Елену» — чуть ли не единственный режиссёр в России, который всё ещё продолжает радовать своими работами. Пока Михалков снимает продолжения «Утомлённых солнцем», не особо стараясь сделать свои творения достоверными, Звягинцев остаётся единственной надеждой на светлое будущее нашего кинематографа.

    Дебютным фильмом режиссёра стало «Возвращение», которое было отмечено на Венецианском кинофестивале. За свою первую работу он получил сразу двух «Золотых львов», что весьма престижно. Следующие его работы тоже получили похвалы критиков. Особенно отличилась последняя, на данный момент, его работа под названием «Елена».

    Казалось бы, картина, повествующая о русском менталитете — не может быть понятна другими народами. Вряд ли русский человек станет обвинять Елену в жестокости, зная, каково это — иметь семью, которую нужно кормить и одевать. Впрочем, кто сказал, что с такой ситуацией знакома лишь Россия?.. Возможно, награда «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале означает, что иностранцы поняли ситуацию и, может, даже узнали в ней себя.

    Однако, что ни говорите, в «Елене» я вижу лишь проблему наших людей и нашей страны. Беспечность юного мальчишки, которому, кажется, всё равно, что с ним будет: уйдёт ли он в армию или пойдёт в институт. Желания, свойственные для его возраста, заключаются лишь в попивании пива на лавочке и драке с местной шпаной. Его родители же нигде не работают, но при этом хотят пристроить сына в институт. Что, конечно же, стоит немалых денег. Вот только вместо того, чтобы идти работать, они предпочитают брать деньги у Елены, которая, в свою очередь, берёт их у своего богатого мужа Владимира. У Владимира есть и своя дочь, которая не особо жаждет встречи с ним. Однако, несмотря ни на что, старик любит её и в завещании решает всё наследство оставить ей, а Елене лишь небольшую долю.

    Перед героиней стоит сложный выбор. Ей нужны деньги, чтобы помочь своим родным. Для этого она готова пойти на жертву. «Последние станут первыми» — проронила она фразу, когда Владимир отказался помогать её сыну с деньгами. Слова стали в каком-то смысле пророческими.

    Действие фильма идёт медленно. «Я ни за кем не гонюсь, никуда не спешу» — говорит режиссёр. Порой, зрители могут подолгу наблюдать одну и туже картинку. На заднем плане играет напряжённая музыка Филиппа Гласса. Эти чарующие звуки делают фильм ещё более драматичным. Кажется, что вот-вот и случится что-то нехорошее. Зрители не просто видят картинку, они словно становятся безмолвными соучастниками преступления. Невольно вспоминается Фёдор Михайлович Достоевский со своим произведением «Преступление и наказание». Здесь даже есть погибшая лошадь, которая по книге снилась Раскольникову. Вот только, современная интерпритация более грубее. Здесь нет положительных персонажей. Каждый из героев — по-своему плох и по-своему прав.

    Есть такой термин — «лишний человек», которым принято описывать Евгения Онегина и Григория Печорина из произведений Пушкина и Лермонтова. Так вот, этот термин можно отнести и к героям этой истории. Они существуют в своём маленьком мирке, со своими проблемами и заботами. Они безучастны и отстранены от внешнего мира. В фильме мы вообще не видим никого, кроме основных героев. Будто бы, и нет никого, помимо них…

    «Елена» — это тяжёлый фильм, оставляющих после себя послевкусие и дающий повод для раздумий. Не думаю, что эта вещь, которую бы я рекомендовала к просмотру. Но, если желание ознакомиться с картиной всё-таки есть, то думаю, это хороший выбор.

    6 из 10

    7 ноября 2011 | 01:44

    Один из самых громких отечественных фильмов 2011 года. «Елена» — фильм о выборе и последствиях, о справедливости и ответственности. Как всегда у Звягинцева неоднозначное, рождающее уйму вопросов и требующее ответов от самих зрителей.

    В центре сюжета семейная пара: муж Владимир, весьма состоятельный человек и его жена Елена, которая пользуется деньгами мужа, но независимой себя в этом плане не чувствует. У каждого есть по ребенку: у него избалованная деньгами дочь Катя, у неё безответственный сын Сергей. И у Сергея очередная потребность в деньгах, которые сам он зарабатывать не умеет: надо отмазать сына Сашу от армии. С этой просьбы и завязывается дилемма нашего фильма. Она развивается гораздо более остро, чем о ней говорится. Большинство чувств остаются невысказанными, их замалчивают и они превращаются в трагедию.

    Если немного глубже погрузится в отношения Елены и Владимира, они и радуют и расстраивают. Радуют, потому что люди договариваются, люди сотрудничают, у людей получается жить на взаимовыгодных условиях. Каждый дает другому то, чего ему не хватает. Она заботится об устройстве его быта, ухаживает за ним, удовлетворяет все его первичные потребности. Он выдает ей карманные деньги, которые позволяют содержать семью сына. Казалось бы, все довольны. Но грустно, потому что есть ощущение, что пусто в этом доме, что не было здесь никогда речи о любви, что отношения скорее рыночные, чем близкие.

    Надежда Маркина, актриса, которую этот фильм сделал звездой, прочувствовала эту роль прекрасно. Низкий поклон за достойную игру. В её образе нет фальши: она смиренно выполняет свою роль всею собой. Без макияжа, в недорогой одежде, с вызывающим доверие лицом и открытыми глазами, она подстраивается под ритм Звягинцева и удивляет своего зрителя. Здесь хотелось бы отметить замечательную работу с костюмами: они ненавязчиво и очень красноречиво дополняют создаваемый образ Елены, которая живет в роскоши, и все же не считает себя ее частью, продолжая даже носить одежду, в которой видимо ей комфортнее.

    У Владимира две настоящие страсти: деньги и дочь, которая удалась в маму — гедонисткой. При ближайшем рассмотрении мы видим, что их взаимоотношения с отцом неплохи. Катя прекрасно играет язву для окружающих людей, но это всего лишь сарказм, за которым стоит явное присутствие глубоких размышлений и осознанных выборов. В ее речи, направленной к отцу звучит мысль: «Безответственность — это автоматически плодить себе подобных: заведомо больных и обречённых, потому что родители сами, мягко говоря, не здоровы и обречены, и делать это, руководствуясь только тем, что все так делают…», которая как-то очень похожа на то поведение, которое демонстрирует нам сын Елены Сергей.

    И как же горько становится от выбора Елены, которая решает поддержать безответственность сына, а не предоставить окружающему миру возможность осуществить свою воспитательную работу по отношению к семье Сергея. Как же неприятно и несправедливо звучит эта месть, зародившаяся от созданных собственноручно проблем. И не думает она о том, что не стоит поддерживать дальше это «гнилое семя», а защищается от собственной несостоятельности. Её слова о том, что все может измениться, и последние станут первыми, звучат немного смешно поначалу, но дальше мы на самом деле видим реализацию сказки для бедных и глупых (со слов Владимира). Только не все в этой сказке приятно: Елене придется жить так, как она выбрала жить, и бояться каждой приходящей минуты.

    В первые полчаса фильма, закралась мысль, что Звягинцев изменился, помельчал, что ли… вроде и операторская работа всё так же прекрасна, вроде ритм чувствуется знакомый, но нет в этом фильме взрыва эмоций, щемящей болезненности, которая появлялась в предыдущих лентах почти сразу. По ходу разворачивания сюжета, становится понятно, что он просто стал ещё глубже: что ему уже необязательно показывать что-то болезненное, чтобы зритель это почувствовал. Все в самой дилемме. Все в проблеме, которая обрисовывается. Зритель не может её не решать. У него взорвётся мозг, если не определиться, а как же и что. Звягинцев — провокатор. Он заставляет думать о том, о чём думать не очень хочется. И в то же время он дает свободу интерпретациям.

    Замечательно легла в картину музыка Филипа Гласса: она обостряла, привлекала внимание, и даже требовала разрешения. Но разрешение — на усмотрение зрителя…

    И все же неприятно и даже противно было смотреть на семью, осчастливленную квартирой… не то это, не то… нехорошая какая-то сказка получается.

    Итак, у Андрея Звягинцева опять вышло обострить важные идеи, заставить задуматься над существенным, вывести зрителя из состояния ленивого комфорта, спровоцировать на размышления, из которых нет выхода… Уйма символов, множество намёков, толпа подсказок, а ответ найдите сами. Тем, кто любит такие взрывы в своей системе ценностей — смотреть «Елену» обязательно!

    20 января 2013 | 02:29

    Елена, жена обеспеченного пожилого человека, живет с ним уже несколько лет. Оба являются родителями взрослых детей,… у нее уже есть внуки, у него только одинокая дочь, с не очень покладистым характером. Он властен и принципиален, Елена олицетворение женственности в традиционно российском понимании роли женщины в семье. На мой взгляд, это типичные отношения в возрастном браке, без скидки на разность супругов в социальном плане, с той лишь разницей, что у них нет общего прошлого, …хотя со стороны кажется, что в доме живет прислуга, а не жена. Ситуация начинает закручиваться с момента обращения Елены к мужу с просьбой финансово помочь решить проблему внука — поступить в институт, и не пойти в армию.

    Фильм состоит из 3-4 перекрестных базовых диалогов между главными героями, которыми определяются характеры и позиции персонажей, все остальное время мы наблюдаем за их молчаливыми действиями, в основном на фоне интерьера квартир. Т. е. сценарий достаточно прост, мне показался, по конструкции.

    В фильме режиссер показывает два различных мира. Один мир, это жизнь состоятельного пожилого человека (мужа Елены) и его дочери, второй — это жизнь сына и внука Елены. Разница в этих мирах принципиальная, и находится не в уровне житейской обеспеченности, а в степени внутренней ответственности за свою жизнь и необходимости ее (жизни) осмысления. Герой Андрея Смирнова — муж Елены, пример ответственного и принципиального отношения к жизни. Его дочь, хоть и не может успешно состояться, имеет свои четкие и принципиальные взгляды, и этим походит на отца. Сын Елены, как раз наоборот является образцом наплевательского отношения к жизни, с отсутствием каких-либо принципов, …такой современной производной «Обломова». Но если в девятнадцатом веке у Ивана Ильича была возможность ничего не делать, а только рассуждать, то у современного мужчины в нашей стране, да еще с тремя детьми, такой возможности быть не может,… надо работать, а не ждать случай, или надеяться на богатого «дядю». И дело даже не в конечном материальном достатке, а в серьезности, с которой надо подходить к своей жизни. Внук Елены, после соответствующего воспитания, не становится лучше родителей, и так же как отец, отправляет свою жизнь на самотек. В сыне Елены видятся симптомы общей «народной» болезни, которой в общем-то страдаю и я в какой-то степени, как типичный житель этой страны. И тут я полностью согласен с героем Андрея Смирнова — легкие деньги не меняют человека в лучшую сторону, не воспитывают его, и не дают шанс на будущее. Надо учиться у жизни и стремиться к чему-то, …об этом говорит муж Елены.

    Елена находится между этих двух миров, но как женщина и мать выбирает тот мир, который кажется ей ближе, проще, роднее, не понимая, и не принимая того, что пытается сказать ей муж. Это приводит ее к совершению ключевого поступка в жизни. Женщина, которая должна приносить в мир жизнь тепло и уют совершает самый страшный грех, как раз во имя этих мнимых добродетелей, которые вряд ли принесут счастье и спокойствие ей и ее родным. Вопрос «почему это случилось?», должен быть центральным в фильме, но ответа со стороны автора мы не получаем. Из тех кратких диалогов, в которых участвует Елена, я не смог определить ее настоящие мотивы. Я ее поступок воспринял, как некую необъяснимую аномалию, в обычном течении жизни Елены. Не могу я представить, чтобы русская женщина, мать, бабушка и бывший медицинский работник убивает своего мужа, и фактически пациента.

    Всякие аллегории в отношении героев фильма, кажутся мне не уместными. Пусть может такие аллегории, имеют место быть, но я даже не хочу про это говорить и делать гипотетические выводы, не люблю…

    В фильме настойчиво чувствуется вложенный смысловой подтекст, и поэтому как-то не получается эту историю воспринимать как какую-то бытовую или криминальную. Фильм подталкивает зрителя к размышлению, но мне, как я уже сказал, не хватило исходных данных. Фильм остался для меня не раскрытым. Но второй раз смотреть его не хочу, такого желания не возникло… пока. Я все-таки, в таких «не обычных» историях хотел бы не глубоуомысленные загадки от автора, а его ясное личное мнение. А то получается ситуация с загадочным молчанием…если конечно этот фильм не был задуман как предсказание.

    В фильме показано социальное не равенство, а это очень деликатная вещь в нашей стране, которая может быть истолкована не верно. В корне не верно…

    Картинка удивительно сделана, … совершенно магическим образом фильм не отпускает ни на секунду. То ли Звягинцев с Кричманом знают секрет, как затащить зрителя в кадр, то ли я поглощенный сюжетом, все эти «бытовые — промежуточные» кадры проглатывал, находясь под впечатлением от сцен с более динамичным действием и диалогами. Я не заметил натянутости в кадре,… все длится столько, сколько нужно,… т. е. я в ритм фильма легко попал, со своей внутренней амплитудой. Диалоги выписаны ясно и чисто, что редкость уже для российского фестивального кино (где трудно услышать связную уместную речь, которая является логическим продолжением характера героев и развития сюжета). Ничего лишнего, сцены поставлены режиссером тонко, яркие акценты, как в сюжете, так и в сценах расставлены с точностью. Игра актеров без каких-либо нареканий. Отдельно отмечу игру Андрея Смирнова,… впечатляет. Он чем-то напоминает мне Смоктуновского, какой-то внутренней и внешней нервозностью. Большая работа была сделана со звуком. Мне просто приятно слышать звук шагов в церкви или закрытия занавесок. Основная музыкальная тема фильма — чистая электронная психоделика, которая вносит тревожность в кадр и полностью гармонирует с происходящим.

    Уровень картины высокий. Все до мелочей сделано профессионально. Я даже на титрах обратил внимание, на сколько дотошно указаны в них все, кто хоть как-то участвовал в создании картины, вплоть до людей, отвечающих за питание съемочной группы. Это тоже показатель отношения к работе, со стороны «первых лиц» фильма. Со времени выхода «Возвращения», Андрей Звягинцев вырос в профессиональном плане, и «Елена» фильм более детальный и объемный. Сам Андрей Звягинцев в тех его интервью, что мне удалось видеть, производит приятное впечатление, с полным отсутствием снобизма, позитивными открытыми взглядами. Но я бы хотел увидеть от него какой-то кардинально другой стиль повествования… может быть что-то более «форматное», отличное от его сегодняшней работы, с выходом из «бесконечной» тягучей драмы. Мне кажется надо как-то «обнулить счетчик», и сделать что-то визуально новое, …вот криминальный трэш или мистика «от Звягинцева» смотрелись бы очень ярко, …а вкуса и интеллекта автору не занимать …

    6 декабря 2011 | 14:52

    Так гласит «народная мудрость». О наличии/отсутствии детей почему-то ничего не говорится. А зря. Ибо, как мы имели возможность убедиться, «пришлые иждивенцы» подобно пресловутым кадрам в славную советскую эпоху «решают всё». Ведь пытаться объяснить женщине, что плод её чрева, мягко говоря, неполноценен, — только время впустую тратить, — сами, наверняка, прекрасно понимаете. Так не проще ли уйти от проблемы загодя?

    Фильм приятно удивил своей лаконичностью. Тот редкий случай, когда в картине нет ничего лишнего, второстепенного, абстрактно-отвлеченного и т. п. Честно говоря, даже странно, что ее вообще отметили какой-то фестивальной наградой. Нешто магия имени режиссера уже настолько сильна?

    В то же время остается загадкой позиция автора, его отношение к героям, событиям. Возможно, кому-то это по душе (их доводы известны: можно-де самому всё обдумать, определиться и т. д.), но лично я предпочитаю четко выраженное мнение. Пусть спорное, но зато озвученное. В конце концов, с ним всегда можно не согласиться. А это уже дискуссия, драйв, жизнь! Ограничиться же простым (пусть и эстетичным) описанием некоей череды решений, поступков, совокупности фактов… На мой взгляд, этого недостаточно. Для по-настоящему хорошего кино.

    Тем более что тема-то затронута чертовски интересная! Мне, например, крайне любопытно: определяется ли (так, чтобы, условно говоря, в 9 из 10 случаев) отношение зрителя к героям фильма классовой принадлежностью самого зрителя. Потому что сам я вообще не увидел в картине каких-либо вариантов ответа. Квалификация содеянного сомнений не вызывает никаких — вот совершенно! Собственно потому-то мне и интересно: что может предложить в своё (ну, или своей подзащитной, если хотите) оправдание вторая сторона. Кроме эмоций разумеется. Сам я ответа на этот вопрос не нахожу, а авторский «нейтралитет» меня, повторюсь, не вдохновляет.

    Посему, признавая, что кино сделано весьма изящно (фирменные тона, эффектная игра на контрастах (жилищные условия обеих семей взять хотя бы или блистательную, иначе не скажешь, подборку телевизионных предпочтений главного героя и его супруги сотоварищи), убедительные актерские работы (А. Смирнов просто восхитителен, да и) и пр.), я не могу оценить его в полной мере. «Выше среднего» — только такая оценка, к сожалению.

    7 из 10

    7 ноября 2011 | 12:35

    Полезно иной раз когда выходит так, что не знаешь о чем фильм, не видел прошлые работы режиссера, не ознакомился с аннотациями и рецензиями, ничто не отвлекает от просмотра и не подозреваешь о существовании следующего кадра.

    Елена предстает перед нами режимным человеком: подъем по будильнику, формальное появление перед зеркалом, заколка для волос на автоматизме, обязательное пробуждение некоего человека в другой комнате. Что это все такое, они поссорились или же она служанка, может он болеет, а она его сестра, что ухаживает? Но все очень быстро выходит из воды наружу. Владимир тоже не сразу понятен: эдакий суровый, холодный человек, добившийся очень многого и ведь далеко не с неба упало, а работал не щадя сил, безгранично жертвуя отношениями с прежней женой и единственной дочерью. Здесь пришлось выбирать, ставя на весы общее материальное благополучие, а все остальное в противовес.

    К сожалению, с прогрессом во всех областях человеческих достижений постепенно добавлялась одержимость деньгами, они очень быстро захватили умы, и также быстро захватили души, а так как захватывать больше нечего, им остается только править.

    В фильме очень много мелочей, символов сути происходящего, причем символов ровно столько, сколько уместно, остальные мы знаем сами. Взять хотя бы кухонно-комнатные посиделки: Елена в одиночестве или с семьей сына, где всегда главенствует телевизионная составляющая, причем программы далеко не уходят от уровня развития их смотрящих, и посему очень справедливо был упомянут первый канал с его деградирующей сеткой вещания.

    Сынок Елены великовозрастный нахлебник, примитивнейший лентяй и это никак не порицается ни его женой, ни матерью, — всё ведь так привычно и должно быть. Весь их жизненный уклад состоит из одинаковых дней, где могут только отдыхать от безделья. Вся окружающая их действительность — это жутко замусоренная квартира, где давно уже можно было прибрать, а не играть в приставку, попивая пивко с важным видом. Таким людям все равно где влачить свое ничтожное существование (они конечно так не считают): будь то «болото», где они обычно и существуют или комфортабельные апартаменты, из которых болото получится быстрее, чем третий ненужный никому ребенок осчастливит мир своим появлением. Любви естественно там нет, она угасает в нашей обычной жизни, вымывается и дело не в фильме, он просто констатирует факт, а процесс уже очень давно запущен. Из жены здесь сделали покорный инкубатор; старший сын судя по всему легко «переплюнет» папашу, которому важно только наличие пива. А что в итоге изменилось? Очень многое! Пиво стало употребляться только элитное, пришлось побриться, умыться, нацепить одежду человеческую — приличный дом обязывает, дешевые чипсы уступили место орехам, но плюют всё также с балкона, только высота уже другая и сын подрастает. Вся их жизнь возведена ими же в добродетель. А младший ребенок так беззаботно почивает на ложе, примятом недавно прошлым хозяином в предсмертной агонии. Le Roi est mort, vive le Roi!

    Подобные люди очень быстро приспосабливают чужое имущество, старый и беспрепятственно прошедший через времена «синдром революционного матроса» в России безотказен — вбит под кожу, пущен внутривенно. А Владимир в свое время конечно же рассчитывал, что хоть Елена станет для него настоящей отрадой на старости лет и эта ошибка стоила всего. Такие как Елена и её родня никогда не будут самосовершенствоваться, пытаться подавать близким хороший пример или стремиться к чему-то высокодуховному, они лишь примитивные потребители благ человеческих, пиявки и масляные пятна на некогда относительно чистом обществе, и территории чужие они захватывают молниеносно, вопреки закону и дочери Владимира, и ведь всё сойдет с рук… по-другому не бывает. Поход в Церковь Еленой только на первый взгляд кажется чем-то человеческим, но судя по всему это был её первый визит в Храм. Не знать, как выглядит икона Божьей Матери в ее возрасте просто кощунственно, но узнав куда идти, она стоит совершенно у другой иконы и сказать-то нечего, просить мы не умеем, только отбирать… А не поминули Владимира, потому-что убийцы не поминают своих жертв. Но после того как влияние мужа окончательно пропадает, можно за завтраком и перед любимым телевизором посидеть — дорваться до свободы в их искаженной интерпретации.

    Владимир тоже не смог бы стать фактором оздоравливающим общество, здесь уже не помогут деньги, менталитет непотопляем и пропустить гастарбайтеров на своей ауди уже привычное дело, ведь мы пропустили их в свою жизнь, без них уже нет страны, а вскоре мы и уступим им свои места, — такова бесконтрольная цикличность. Тем временем, как пьяные русские подростки, выпив для храбрости, идут избивать сверстников, гастарбайтеры в респектабельном районе Москвы вольготно играют в футбол, как свои среди своих.

    «Вы всю жизнь будете встречать людей, о которых с удивлением скажете: «За что он меня невзлюбил? Я же ему ничего не сделал». Ошибаетесь! Вы нанесли ему самое тяжкое оскорбление: вы — живое отрицание его натуры.» Андре Моруа.

    23 марта 2012 | 12:37

    Все киноработы Андрея Звягинцева монотонные, вдумчивые и символичные. В них отражена правда жизни, такая, какая она есть. В его работах нет — душераздирающих монологов, бурно сменяющихся действий, непрерывно идущих друг за другом событий, ярко обрисованных образов героев. В списки режиссера на сегодняшний день три работы — «Возращение» 2003 года, «Изгнание» 2007 года, и последняя, про которую пойдет речь, «Елена».

    «Елена», как и предыдущие работы, сделана в своей особой художественной стилистики, которую режиссер выработал еще на своей первой картине «Возращение». Фильм дает огромную почву для размышления. В таких фильмах глубже уходишь в анализ, трактуешь его по-своему, а главное не оцениваешь поверхностно. Рассмотрению подлежит каждый кадр, каждое слово, чтоб уловить что-то важное, что-то такое близкое.

    В фильме нет ярко выраженного сюжета. Есть идея, поданная на суд зрителю, который на время просмотра погружается в реальную жизнь и проблемы Елены (роль которой исполнила Надежда Маркина), как бы шаг за шагом, тенью следуя за ней, наблюдая со стороны.

    Основную смысловую нагрузку несут символические кадры. Городские пейзажи, знаки и действия героев. Это не просто заставки между событиями и диалогами, задействованными в фильме, а глубокое прочтение идеи и магическое вовлечения зрителя. Кто-то будет искать ответ на увиденную картинку, кто-то не придаст значение и пропустит мимо глаз, а кто-то присвоит эмоцию увиденного себе, которую заложил изначально автор.

    И все это художественное выражение поддерживает великолепная музыка, которая тонко и гармонично вырисовывается в переданный стиль на экране. Главная музыкальная тема в ключевых моментах фильма держит напряжение и чувствуешь вот оно истинное сопереживание герою (в данном случае героине).

    «Елена» не для широкого зрителя. Это однозначно. И навязывать свое мнение на обязательный просмотр нет смысла. Это авторское кино для глубокого прочтения. И здесь нет однозначного ответа, как фильм подействует на зрителя. Кто-то выключит фильм на первых минутах просмотра, а кто-то, возможно, втянется, и 109 минут пролетят на одном дыхании, ну а третьи в любом случаи доведут свой просмотр до конца, чтоб дать свою оценку фильму. Выбор за Вами!

    9 из 10

    8 ноября 2011 | 20:34

    Он злой… Звягинцев, да и этот фильм тоже. Почему-то сразу вспомнился Фон Триер и его меланхоличные апокалипсисы в каждом новом фильме. Я уловил здесь просто грандиозный, не то чтобы нейтральный (никак не наблюдательный, как многим кажется), а именно грандиозный человеконенавистнический месседж от режиссёра. Мне этот посыл оказался близок и понятен, но он понятен далеко не всем, раз реакция такая смешанная. Самая соль здесь — это сценарий. Он немного пугает, я бы сказал, что он слегка шокирует, сама история не такая уж и оригинальная, даже наверное скучная и не факт что жизненная. Гораздо важнее — это то, что здесь есть мощный социальный подтекст и противопоставление, как не раз уже говорилось, двух частей общества, которые живут как будто бы в двух параллельных вселенных.

    Некоторые говорят что это диагноз, и это действительно правда — это депрессивный диагноз всему обществу. Прелесть в том, что этот диагноз поставлен именно нашему Российскому социуму, а ни какому-нибудь другому, по крайней мере появляется злободневность. Некоторые говорят что здесь есть лишь одни сплошные вопросы и нет никаких ответов, и это тоже правда, каждый сам должен найти эти ответы, но я бы сказал, что эти ответы вполне очевидны, если не сказать, что они банальны. Но это и не плохо… нет точно не плохо, в общем-то это уже прогресс для Российского кинематографа. Заставлять зрителя мыслить — само по себе достижение.

    Длинные планы, когда нам целую минуту показывают стену с фотографиями, иногда наводят скуку, а иногда в них можно найти хоть какой-то смысл. Несмотря на некоторую затянутость сцен, операторская работа выполнена просто блестяще, даже поездка на электричке Елены кажется нереальной и слегка сюрреалистической, а огромные трубы ТЭЦ на фоне тёмно-синего неба становятся предзнаменованием конца.

    Практически все герои данного фильма не вызвали у меня никаких положительных эмоций, разве что маленький недавно рождённый внук главной героини, и почему то кажется, что его будущее будет таким же бесполезным как и настоящее его отца, ну и пожалуй всё. Остальные персонажи просто омерзительны, даже Елена, которая в начале была нейтральной, неопределившейся стороной, в конце показывает весь оскал Русского общества перед жлобами. То, что происходит на экране пугает какой-то повседневностью что-ли. Это вроде бы мы с вами, но какие же мы ужасные, боже что мы вытворяем, неужели мы только и думаем что о деньгах и ни о чём другом?Неужели мы так нелепо прикрываемся любовью?Неужто любовь к внуку и сыну может оправдать абсолютно всё?

    Оказывается может. Преступление есть, наказания нет. Самое кошмарное то, что такое, в нашей стране, вполне возможно. И происходит постоянно. Звягинцев ставит вопрос ребром, кто лучше — богатые и больные или бедные и здоровые?Кто достоин большего?Кто кого победит?

    «Всё же может измениться»

    И меняется, «последние становятся первыми», самые омерзительные умирают, а их место занимают более живучие людишки. Естественный отбор побеждает и забудьте о морали и всяких там прочих глупостях. Бедные и голодные захватчики сжирают своих правителей, как червяки дохлую крысу, и всё становится на круги своя.

    Итог. С кинематографической точки зрения — блестяще. И более радужный приём на западе вполне объясним: от туда Россия видится ещё более ужасной и обречённой, чем нам с вами. Что же, апокалиптические настроения царят не только на западе, но и у нас. Никто не сомневается в том, что современное искусство, в том числе и кинематограф, находится в состоянии глубокого декаданса. И Елена ещё одно тому подтверждение. Я могу сказать только то, что наше общество глубоко поражено, оно больно и прекрасно это понимает, но ничего не предпринимает. Факты на лицо, но нам всё равно… и в такой стихотворной форме я могу продолжать очень долго.

    Символов здесь хватает, думаю не стоит говорить о лошадях, выключении света и о драках возле дома, это просто эффектные приёмы опытного режиссёра. И ещё, забавно, но в конце Звягинцев нам показывает мигрантов играющих в футбол. Намёк ясен как божий день. Они, заняв место Елены и её семьи, при случае, поступят точно так же как и сама Елена, забавно, но это правда. Сословное разделение общества у нас абсолютно катастрофично. Пессимистично конечно, но ничто не вечно. Чёрт, снова рифма.

    А оценка… всё слишком неоднозначно, ну может быть 7 или 8… я чувствую, что переоценка не за горами…

    17 ноября 2011 | 04:59

    Настало время в российском кинематографе поглубже вникнуть в душевные проблемы людей вне «бригад» и «бумеров»…«Елена» — прекрасный образец думающей, осмысляющей саму себя, борющуюся всем естеством, настоящей русской души. Но вот только думает эта русская «душа» не в том направлении — она совершенно потеряна, её желания ущербны и извращёны…

    Мы много раз сталкивались с постмодернизмом в литературе — и тут и сям японские Мураками, американский Паланик, русский Пелевин… Кажется, что-то в мире сдвинулось с места и поплыло в девиацию. Постмодернизм — это состояние души нынешнего человека, и вот что мы видим сейчас, говоря о «Елене»: героиня, несмотря на искреннее желание помочь своему сыну и его семье, обманывает саму себя, наивно полагая, что какие-то деньги смогут помочь её сыну подняться с дивана и начать что-то делать, помочь её внуку избежать армии, а невестке родить ещё одного ребёнка… Что же это происходит? Раньше бы русская мать дала оплеуху своему сыну за то, что тот просиживает штану и хлещет пиво перед телевизором! А насчёт внука… Раньше нормально шли в армию, если не сразу поступали в университет, а сейчас каждый второй боится становиться в строй, но и поступить своими силами не может ни в какое учебное заведение… Когда, с какой точки отчёта времени наши русское достоинство, храбрость и трудолюбие исчезли? Общество пало из-за всех пьянчуг перед телеком, из-за необразованного быдла, из-за нежелания что-либо сделать хотя бы не ради себя, но ради семьи…

    Многие осуждают тоталитаризм, но как бы он послужил в отношении всех «ленивых» и неспособных к труду людей, обрекающих своё потомство на страдание и прививание таких же привычек, как и у их родителей. И о чём же думала Елена, обрекая человека на смерть и тем самым помогая своим непутёвым родственникам? Ради чего человек погибал, если сын Елены всё равно будет сидеть перед ящиком с пивом, хоть и в новой квартире, которую наверняка скоро превратят в такой же свинарник, какой был на старой жилплощади? Если её внук всё равно продолжит плевать с балкона и убегать к своим друзьям-гопоте, несмотря на тёплое местечко за счёт денег в университете? Бог знает… но глядя на нынешних «мамаш», становится ясно, что они сами в армию пойдут, лишь бы их отроки не подвергались лишнему стрессу. Честно говоря, становится тошно — вот такое впечатление от фильма. Гениального по своей сути, и в то же время тошнотворного — от того, что приходится лицезреть не только на экране, но и в нашей реальной современной жизни.

    Скажу пару слов о дочке Владимира… Несмотря на то, что Елена крайне негативно отзывается о ней, прямо-таки оскорбительно, она показалась мне наиболее адекватной после своего отца. Девушка курит, в её речах постоянно проскальзывает сарказм и современный нигилизм, но тем не менее она куда более адекватна, чем все родственники Елены вместе взятые или по отдельности. Дочь Владимира — типичный пример человека постмодернизма, но для которой ещё светлится надежда, ибо она обладает умом и смекалкой, трезвым взглядом на жизнь. Несмотря на потерянность, не из-за денег, но чисто по духовному составляющему она сильно опережает быдло из семьи Елены, и сможет распорядиться деньгами отца так, чтобы хватило на всю жизнь… А вот Елене придётся попотеть, чтобы и дальше самой нести груз за прокармливание свиней…

    10 из 10 

    Поклон Звягинцеву!

    4 апреля 2012 | 03:23

    Сложно дать оценку фильму, который не вызывает никаких особых чувств.

    Не могу сказать, что фильм плохой, потому что мне кажется, что я понимаю, что хотел сказать автор. Абсолютно понятный символизм с плевками с балкона и засматриванием на таджиков. Но при этом много абсолютно непонятных символов из разряда сбитой лошади.

    Игра актеров действительно не впечатляет. Нельзя сказать, что она плохая, но и ярких моментов нет. Разве что дочь Катя.

    Режиссура — скорее напрягает, чем радует. Очень много пустяковых и затянутых кадров. Показы квартир, ворон, дороги Елены и многое другое. При этом непонятно, ЗАЧЕМ так долго.

    Но самый большой провал — это отсутствие музыки! Одна композиция за весь фильм и перелистывание радио, занимающее 1 минуту сюжета… а всё остальное время мы слушаем тишину. Потому что актерской речи тоже не так много.

    Возможно, что при наличии хоть какого-то музыкального фона, даже затянутые сцены протекли бы незаметно, но нет.

    НО при всём при этом, лично я не могу сказать, что фильм плохой. Он просто сыроват. Как будто не готов еще. Как будто хотели приготовить вкусный, красивый, ароматный пирог, а угощают нас тестом. Пускай и хорошим, но тестом.

    6 из 10

    27 октября 2011 | 00:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 150 руб.
    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Андрей Мерзликин и в жизни такой — неравнодушный, воспринимающий все близко к сердцу. Я заранее понимал, что для „Дома на обочине“, где вся острота сюжета внутри человеческой души, где нужно прорабатывать тонкие психологические вещи, нужен именно такой актер... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.136
    186.СхваткаHeat8.136
    187.ХулиганыHooligans8.134
    188.Грань будущегоEdge of Tomorrow8.133
    189.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.133
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Первый мститель: Гражданская войнаCaptain America: Civil War91.63%
    42.Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys91.56%
    43.Человек-муравейAnt-Man91.27%
    44.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IIThe Hunger Games: Mockingjay - Part 291.19%
    45.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.18%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ИсчезнувшаяGone Girl130
    ЯростьFury12
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep3
    СеренаSerena2
    Город героевBig Hero 613
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.381
    Город героевBig Hero 68.416
    ЯростьFury7.674
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    СеренаSerena6.582
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры