всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (6986)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 15406 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Похоже, Звягинцев стал европейским режиссером. Тот блеск и ровность, с которой выстроена Елена, не свойствен русской манере съемки и повествования. Хотя образ самой Елены, которую так нежно и верно воплотила Надежда Маркина, наполнен исконно русскими чертами и любовью. Образ же её мужа, крайне без эмоционального, неверующего и богатого человека, играемый неподражаемым Андреем Смирновым, пропитан европейскими чертами стареющего бизнесмена, не нуждающегося ни в чем. Не могу так же не отметить многогранность игры Елены Лядовой, дочки богатого мужа Елены: в её образе присутствует как холодная расчетливость и максимализм избалованного дитя, так и язвительные и хищные, но теплые нотки.

    Звягинцев явно сталкивает два мира: мир богатых и стерильных, и мир бедных и агрессивных людей. И Елена, как не определившееся звено между мирами (классами) современного общества, вынуждена бороться за мир своей семьи, мир бедных, в то же время, оставаясь в мире богатых.

    Как и принято в Европе, визуально фильм выверен чрезвычайно точно — тяжелые статичные кадры, не спеша сопровождающие весь фильм, остро подчеркивая стерильность общества обеспеченных, но больше всего поразили длинные планы природы и окружающего мира: восхода солнца, птиц, высоток, электрички. Благодаря тонкой работе оператора Михаила Кричмана, выстраивающего кадры издалека, из-под бока героев, зритель как бы наблюдает все со стороны, не принимая непосредственного участия, а лишь наблюдая за людьми и их мирами.

    Интересно будет отметить повторение в определенных местах одного и того же музыкального мотива, в то время как большую часть фильма саундтрек отсутствует, что придает фильму реалистичную напряженность и колорит.

    Фактически в Елене мы наблюдаем, как томится русская душа в этом денежном обороте стерильно-обеспеченных миров, как неуютно ей в богатой, но холодной квартире. Звягинцев четко определяет современную ситуацию на планете и в России: оба противоборствующих мира одинаково противны, и Елена, та нейтральная сторона, выбирает нечто среднее между ними.

    Показательно и то, что в финале гопники избивают друг друга на задворках Москвы, а затем, тихо и мирно, новообретенная семья пьет чай в роскошной квартире. Актуальное кино.

    24 мая 2012 | 14:00

    Вчера мне, наконец-то, довелось посмотреть нашумевший и в наших, российских, стенах, и зарубежных, драму «Елена». Кроме того, с положительной точки зрения, мне фильм обрисовала мама, посмотревшая его около месяца назад по телевизору.

    Поначалу, ход событий кажется заурядным и обычным. Владимир — бизнесмен, живущий вместе со своей супругой Еленой. У каждого из них есть дети от первых браков. У Елены — сын, нигде (и, наверно, никогда) не работавший, но любящий «заложить за воротник». У Владимира — дочь, наркоманка, но живущая со своей особенной теорией мышления. И Елена, и дети живут за счет Владимира. Однако Елена выходила замуж не за его деньги, а он женился на простой медсестре ради ее заботливой души. А вот дети… Но все может измениться. И как сказала Елена уже больному Владимиру:

    «… и последние могут стать первыми!».

    Елена не желает, чтобы наследство после смерти мужа досталось его беспутной дочери. А как же ее сын? А внук? А если его в армию заберут, да в Осетию направят? Мальчику нужно срочно поступать в университет! И чтобы окончательно помогать своим отпрыскам, Елена решается на страшный поступок. И теперь ангел заключает договор с бесом, о котором нужно умалчивать до конца жизни. Так сказать случай с Фаустом в юбке.

    С другой стороны, режиссер картины Андрей Звягинцев показывает зрителю всю реальность, и без особых прикрас, российского быта. Разные сословия. Богатые интерьеры квартиры Владимира и зарисованные и убогие подъезды дома на отшибе Москвы, в котором живет Сергей, сынок Елены. Саша — сын Сергея (и хваленый бабушкин бедный внук) со своей братвой устраивает около завода драку с другой компанией. Даже нецензурная речь пробивается из уст некоторых героев.

    Все как будто перемешалось, скрутилось вокруг Елены, являющейся ключевым звеном в фильме. И, конечно, подбор имени для героини не был случайным. Елена — кроткая, спокойная, домашняя. Она даже после содеянного сохранила свою тайну и спокойствие. Надежда Маркина воплотила в своей Елене образ простой русской женщины, но совершенно не глупой…

    Очень интересный персонаж получился у актрисы Елены Лядовой, сыгравшей Катю (дочку Владимира). Она всего лишь раз шесть появилась в картине, но понимаешь, что Золотого Орла (российская кинопремия, эквивалентная Оскару, созданная Никитой Михалковым и отметившая в нынешнем году десятилетний юбилей) она получила не зря. Уже в первой встрече с Еленой она просто врывается пред ее взором как молния. Попустительские движения, сигарета в зубах, нигилистические речи. Перед нами — хотя и неглупая, но опущенная собственными действиями, аморальная обывательша. Достаточно припомнить Катину реплику у нотариуса, чтобы ее образ врезался в память:

    «Ну, чо! Как хату дербанить будем».

    В общей сложности, «Елена» получила четыре Золотых Орла: за уже упомянутую женскую роль второго плана (Елена Лядова), операторскую работу, режиссуру (Андрей Звягинцев) и фильм года. Плюс еще была номинирована в шести категориях, включая главную женскую роль (Надежда Маркина).

    Что же касается операторских трудов, то нельзя не отметить начальный кадр в фильме. Издали, показан балкон квартиры Владимира, а слева ветка дерева, на которой сидит птичка. И это природное благоухание длится около пяти-шести минут. Этот же кадр поставлен и в концовки фильма. Только очень далеко в мерцающей комнате можно увидеть Елену со своими пострелятами. Но это уже квартира не Владимира… Судите сами!

    10 из 10

    P.S.: Фильм пришелся по вкусу не только отечественной публике, но и европейской. Этому свидетельствует один из призов Каннского кинофестиваля, полученный Андреем Звягинцевым.

    29 января 2012 | 13:30

    Раннее весеннее утро. Первые слабые лучи солнца. Карканье ворон. Гул автомобильной сигнализации. Привычные, родные звуки во многих уголках мира. Роскошная квартира. Обычные утренние действия. Шуршание волос, жужжание бритвы. Всё как везде. Родное и объёмное. Казалось бы — ничего особенного, высокого, но детали подробны, отчётливы, выделены. Пение птиц, солнце уже щедро освещает квартиру, и всё настолько живо, что кажется, вот-вот ощутишь этот до боли, до щемящего сердца знакомый, пронзительный и чудный запах весны — настолько подробны звуковые и зрительные образы. Атмосфера близкая и понятная. Редко, кто может так передать её.

    Богатая, обеспеченная семья — у обоих это уже второй брак. Уже на итоге жизни — два человека, прошедших разные дороги. Но есть ли любовь? Дело жены — разбудить мужа, приготовить завтрак. Дело мужа — похвалить жену за вкусную пищу, спросить о планах на день. Любовь? В таком возрасте уже не до восторженной романтики. Может, и любовь. Но когда речь заходит о деньгах, начинаются склоки и задевание старых ноющих ран, больных мозолей, давление на старые ошибки. Близкие причиняют друг другу самую глубокую боль.

    Когда я увидела семью сына Елены, у меня мелькнуло страшное, клеймящее слово — «быдло». И речь не о материальной нищете, а о духовно-нравственной, и эту нищету они не пытаются заполнить ничем, кроме пива, видеоигр, разборок. Понятен их мотив желания иметь деньги — никакие родители не хотят получить из армии своего сына убитым или покалеченным, но искалеченность и давняя мёртвость их душ их уже не волнует. Впрочем, так живёт значительная часть людей.

    Но Владимир с Еленой тоже далеко не высокодуховны. Этикет, статус, достаток — да, но и они, как большинство. Елена смотрит до тошноты надоевшие передачи центрального ТВ, и как-то морщишься от уже стоящих поперёк горла голосов ведущих. Ей тоже нечем заполнить душу. Муж смотрит футбол, засыпая под комментарии матча. Переключая станции радио в автомобиле, он, в конце — концов, выбирает, что попроще. Духовная музыка ему не нужна. Но Владимир и не пытается даже притворяться, он прекрасно понимает, кто он, видит свои ошибки, и просто живёт так, как считает нужным и правильным. Конечно, своя рубашка ему ближе к телу, но кому она — наоборот?

    Дочка Владимира — резкая, циничная, не лезущая за словом в карман, играющая словами, забывшая о настоящей любви, по сути, глубоко одинокая, живущая ради себя. Да — гедонистка, эгоистка, висящая на шее у отца, привыкшая брать от жизни всё и не желающая что-то менять, но, по крайней мере, честная сама с собой и с окружающими.

    А Елена — она не знает слово «гедонистка», она готова всё отдать ради внука, дойти до самого страшного. В каком-то диком пролонгированном аффекте, она словно перечёркивает и приход в храм, и неумелую, но всё же, молитву. Поэтому — любовь ли? К Владимиру, да и к сыну с внуком. И был немой вопрос: «Ради кого этот страшный поступок? Ради быдла?» Да, для неё они не быдло, они родные. И ей, может быть, приятнее находиться в их тесной, нищей, захламлённой квартирке, чем в своем шикарном и просторном доме. Ей абсолютно всё равно, сколько квадратных метров кухня, есть ли бытовая техника, ей не важен быт. Но ей хочется, чтобы её родные из последних стали первыми. Но она забывает, что первыми можно стать, лишь перестав быть рабом своего желудка. А раб, ставший царём — это невыносимо для Земли. Эту библейскую мысль она не учла.

    Мы почти не видим внутреннего мира героев — лишь внешние, бытовые проявления. И весь ужас, творящийся в душе Елены, мы можем лишь представить, возможно, поставив себя на её место. А поставишь — такая бездна, такая безвыходность начинает окутывать сознание. Жить — на автопилоте, загнав всё вглубь. Рыдания — но только Бог видит, что же в них спрятано на самом деле. Душу же дочери совсем невозможно увидеть под маской жесткой насмешки, но ясно, что и в ней всё переворачивается…

    Фильм оставляет гнетущее впечатление — на фоне весны (была или скоро будет Пасха) люди живут, ругаются, ненавидят, пьют, бьют, будто не видя, будто не замечая ничего. Мертвая лошадь, вечный дым, пьяная шпана… Дико, неуютно. Страшно заходящее солнце, страшны тени, деревья, языки костра… Нет мира, нет радости, есть лишь преступные шайки и вечная ругань. И так пугающе-правдиво и к месту звучит зловещая шутка о том, что света нет во всём мире. Когда ради блага идёшь на злое, свет отключается. Света нет, есть только мрак полуживотной жизни, банального, бесцельного существования. Мрак не-думания, мрак инстинктов, мрак в душах, осознаваемый или нет. Смысла жизни нет — ни у богатых, ни у бедных. Разница лишь в качестве вливаемого в себя алкоголя, да и всё. И в богатом доме быдло остаётся таковым, ибо не быт определяет сознание, нет… И не радует уже ребёнок, мирно спящий на широкой кровати, не радует даже весна, по-прежнему пронзительная. Только горечь — долгая и бескрайняя, ибо это везде и всюду… Вроде бы, ничего такого не происходит, но происходит катастрофа — в каждом человеке.

    5 октября 2011 | 18:22

    Ох, очередная русская «чернуха» представлена вниманию зрителя, вернее была представлена в 2011г. Я люблю подобные фильмы, но не всем, конечно, будет интересно ТАКОЕ кино. Сюжет по сути отсутствует и первая половина фильма ужасно нудная и молчаливая. Наверное так и было задумано, снять фильм про серую жизнь никчемных людишек. Фильм о том, на что может быть способен человек ради денег, какие ужасные поступки может совершить ради своего маленького, мещанского счастья!!Я ждала, что концовка будет интересной и две враждебные стороны поборются между собой, но не тут то было.. ., все обычно и просто — ни раскаяния ни возмездия, подумалось: «такую концовку специально слепили что бы показать, вот, ничего особенного не произошло, все как жили так и живут?» Страшно от этого. И фильм страшный, хоть вроде такой и не приметный на первый взгляд! Героиня сделала выбор, конечно родная кровь ближе к телу, но для нормального человека такое вообще не приемлемо — лучше головой в омут. Все мы когда -то оказываемся в трудных ситуациях, лишаемся денег. работы, опоры в жизни. Но это не значит что при этом мы не остаемся людьми и придерживаемся строго девяти заповедей господних… Мне показалось(может быть) что создатели картины хотели не в очень выгодном свете преподнести нам супруг Елены с дочерью, но у меня они вызвали большую симпатию чем эта мещанка — прислужница со своим сынком- бездельником.

    Звягинцев как обычно до невозможности мрачный в своем кинотворчестве, от «Елены» веет смертельным холодом, таким же, какой был в душе этой» русской» бабы, нежной матери и услужливой домработницы.

    Но смотреть вторую половину фильма было интересно и волосы шевелились на голове.

    7 из 10

    16 июля 2014 | 21:45

    Последний оплот интеллигентской духовности — кинематограф Андрея Звягинцева, берет вершины социальной тематики, пытаясь и этот неблагодарный дискурс обратить в философские искания. Камера уже не тонет в туманных пейзажах, время не отмеряется восходами и закатами. Город, кирпич, квартира. Мир четко разграничен на отдельные пространства, удаленные друг от друга на расстояния культур. Звягинцев ищет диагноз больного общества и обнаруживает, что пациент давно мертв, а по его разлагающемуся телу ползают черви. И вовсе ненужно переносить метафоры режиссера в реальность, ведь он скорее предрекает, нежели констатирует. Акт спасения заранее обречен, ибо изначальные ошибки уже встроены в наш массовый разум. «Отобрать и поделить», как всегда, не получится, одарить бедняка — значит, причинить ему лишь большие страдания. Социальная стратификация пролегает не на уровне банковских счетов и среднемесячных доходов. Люди, живущие в этой стране, в каналах столичных улиц, в венах промышленных городов, разделены в своем ощущении действительности и отношении к реальности. Их сознания работаю по разным алгоритмам, их жизни — это разные миры, и даже разрушение стен, искривление и смешение пространств не изменит их взаимоисключающей физиологии.

    Горьковская «Мать» возвращается. Теперь ее зовут «Елена». Теперь ее жизнь расколота не бурей революции, а холодной, неслышной, невидимой войной богатых и бедных. Она волею рока оказывается меж двух реальностей и совершает экзистенциальный выбор в лучших традициях классиков жанра. Контекст Буриданова осла теряет привычную трагикомичность и в финале фильма явственно переходит в безнадежный размер поэтических строк Данте. Два круга российского ада: состоятельные, но несчастные, и бюджетники, которым положено быть несчастными по закону, смыкаются в образе заглавной героини, в ее напряженной артикуляции, в ее внутренних монологах.

    «Чуть более, чем полностью» хронометраж картины завязан на сравнении двух семей, призванных, само собой, быть «обществом в миниатюре». Глава одной (муж Елены) — набитый деньгами бизнесмен, носитель западных идеалов коммерческой нравственности и русского бесхитростного всепрощения. Отец другой (сын Елены) — безвольный лентяй с иждивенческой психологией. Кто лучше? Конечно, первый. Режиссер, направленно делает этого персонажа не только положительным, по сравнению с его антагонистом, но еще и мучеником, чем откровенно заставляет каждого зрителя симпатизировать своему любимчику, даже если этот каждый уже собрался сострадать типичному выпивохе и попрошайке. Поэтому традиционной для нас ненависти к богачам в фильме не сыщешь, что определенно уже интересно.

    Упреки насчет того, что, говоря по-честному, бедные люди в России отнюдь не лишены благородства и благоразумия, — отставить до лучших времен. Звягинцев берет конкретный случай, наполняет его здоровой порцией бытовых деталей, а претензия на обобществление заметна только в звуках телевизора, который вещает многим знакомые дебил-шоу, вроде, «Давай поженимся». Телевизор как стержневой, объединяющий и репрезентативный символ современной российской жизни — это печально и смешно. Действительно, если никакой другой более весомый в идейном и культурном плане атрибут не может претендовать на сие звание, если последней духовной ниточкой между респектабельными районами и загаженными окраинами остается ящик для дураков, фокус по распиливанию российского народа не удался, и его низ теперь в самом деле не связан с верхом.

    Ощущение коренной разнородности населения, живущего на когда-то одной шестой, для нашей творческой интеллигенции не ново, а как раз наоборот (см. «Счастье мое»). Другое дело, что к невежественным, грубым, тупым деревенщинам (а наши города сегодня — это деревня в бессрочной эмиграции в стране каменных джунглей) можно относиться или как к яростной бессознательной трясине (опять же привет Лознице) или так, как это делает Звягинцев. Вводя в свое повествование Елену, он усложняет противопоставление социальных слоев, наполняя душу фильма подлинным состраданием и истинным смятением. Она, душа картины — душа героини, рвется между едиными противоположностями своей природы, между необходимыми частями своей семьи и совершает трагичное самоуничтожающее предательство. Называется оно «персональный апокалипсис».

    Последние кадры равны первым. Мир не перевернулся, но в одном человеке произошла своя маленькая ядерная война, и теперь выжженная пропасть внутри никогда не затянется, а реальность по-прежнему останется непоколебимо бессердечной. Бедные духом не спасутся деньгами, богатые душой — наплюют на их бессмысленный блеск, мы мертвы — это диагноз, от которого нет лекарства.

    11 декабря 2011 | 22:49

    Звягинцев в очередной раз снял, до дрожи в коленках, достоверное, настоящее кино о жизни, судьбах простых людей, таких же как и мы. Никакой фальши, отупляющей сознание завуалированной неправдоподобной информацией, никаких прикрас, воодушевляющих лишь на мгновение и оттого пустых, и никакого упрощения под толпу, а только полное разложение жизненной мозаики по частям.

    Безумно радует что этот режиссёр не подстраивается под влияние извне, не пытается нравится всякому и всем, а остаётся всё тем же мастером что когда-то поразил всех своим пылающим одиночеством «Возвращением». Прошло ведь восемь лет, а он всё так же пихает зрителя носом в реальность, раскрывая глаза на ситуации с разных сторон, показывая без прикрас, характеры и мотивации каждого героя своих историй.

    Не многим нравится, смотря какой-нибудь фильм, видеть в поступках и действиях персонажей некоторые моменты схожие со своими собственными, особенно если тот самый персонаж достоин осуждения за свою жизнь. Этот момент может стать определяющим в выборе — смотреть или не смотреть? Неприятно всё-таки когда тебе показывают то, о чём никогда не задумываешься (не хочешь?) или считаешь обыденным «житейским» моментом. При этом, конечно, нельзя упускать из виду извечный вопрос о том что хорошо, а что плохо и что позволено на самом деле.

    «Елена» — фильм о людях. Обычная российская действительность, с просмотром каналов для массовой аудитории, где в каждой третьей передаче нас учат «полезным» жизненным советам и упорно показывают чужое горе со слёзным рассусоливанием всех несчастий. Вот и Елена, простая, обычная женщина живёт в одной квартире с богатым мужем, при этом у каждого из них есть ребёнок от другого брака. Вот так и живут. Вместе, но у неё своя семья, а у него своя. Конфликты на этой почве возникают постоянно и рано или поздно они достигнут своего апогея.

    Бывают в жизни ситуации, когда приходится или просто возникает возможность выбора. Когда цена поступка может изменить всё до неузнаваемости, а последствия окажутся плачевными (для кого-то точно). Деньги или совесть? Выбирая первое, приходиться жертвовать вторым и наоборот. Правильно расставив приоритеты и всё решив, можно испоганить не одну судьбу, и удастся ли смириться с содеянным впоследствии? Отсидевшись в сторонке и поглядывая на богатство других со временем и себя уважать перестаёшь, ведь всё познаётся в сравнении. Что выбрать?

    29 января 2012 | 14:35

    Впечатления от фильма двойственные — с одной стороны, замечательно показан рак души: тут и «любовь» (любила-любила этакая простая честная женщина, а потом простенько так, равнодушненько убила), тут и «семья», и «дружба» (милый подросток замечательно дружит с себе подобными против других) и «все так сложно».

    С другой стороны, а что, собственно, такого гениального поведал нам автор? Не женитесь, богатые, на бедных, а то вот что вам будет? Как ново! Настоящие люди живут только в богатых кварталах? Все бедные — беспросветные тупые жлобы, неспособные на мало-мальски человеческие эмоции, но зато плодятся со скоростью кроликов? Браво! Это уже социальный расизм какой-то. Богатые тоже плачут? Что-то мне это тоже напоминает, одноименное… Бойтесь быдла, оно уже близко, оно уже готово войти в ваш дом и только и ждет вашей промашки? Готовьтесь бить его по мордасам? Предостережение? Красивая мысль, достойная истинной русской интеллигенции. Опомнитесь, люди, куда идете вы? Тоже ничего нового. Сколько мир стоит, часть людей все так не туда и идет и идти будет, кричи — не кричи. Уже их и религией их пробовали, и дустом, и чем только не. Так что куда уж одному отдельно взятому фильму…

    Актерская работа намечается одна — роль Кати. Операторская работа скучная. Сценарий и его посыл — читайте выше.

    В общем, очередная западно-фестивальная чернуха. Господи, ну сколько можно только и мечтать, чтобы где-то на западе дали премию! Сколько можно спекулировать на раке души? Может, пора уже вместо антиобразца дать образец?

    7 ноября 2011 | 09:28

    Минимализм «Елены» многим внушает священный ужас, не знаешь, что с ним делать. То ли объявить древнегреческой трагедией и увековечить как «Андромаху», «Медею» и что там еще было у Еврипида, то ли встать в позу и фыркнуть: «кино не задалось». А все дело здесь в тотальной погруженности Звягинцева, на атомарном уровне практически, в недра проклятых — но от того не менее обыкновенных — семейных ризом, корежащих и душащих человека (бедный ты или богатый — не важно). Смелость автора при этом достойна уважения: говорит он для имеющих уши, а значит, понят будет далеко не всеми. Трудно на зеркало не пенять, коли рожа крива. Но еще сложнее признать, что перед тобой зеркало…

    Аскетична работа оператора: интерьеры-картины без вчера и завтра, набор глубокомысленных открыток от скучающей на ветвях вороны до уснувшего на кровати младенца. Хоромы бизнесмена и «дно» окраинного отребья показаны метко, но вне сугубой социальщины, вне проблем резкого расслоения нашей страны в нулевые, хотя и в ситуации парадоксального сращения «полюсов»: престарелый богач взял жену-прислугу из низов. Не то интересует режиссера. Простым до неприличия, топорным кинослогом он создает поистине притчу о судьбе женщины — матери, жены, да и что уж скрывать — самой России.

    Елена перемещается между благоустроенной квартирой богатого, прижимистого мужа и убогой двушкой безалаберного алкоголика-сына как между двумя мирами (это не рай и ад, а, скажем, «свое» и «чужое»), не осознавая, что никакого «завтра», никакой иллюзорной свободы выбора у нее нет. Что бы ни случилось, она будет тупой, покорной рабыней, служащей своему Роду. Но рабыней, которая на самом деле играет первую скрипку. Словно рождающая и убивающая Мать-сыра-земля (чем не Деметра), словно мычащая корова, чья доля — жевать траву и давать молоко (а без нее никуда), она рассуждает коротко и просто о том, кто враг, где спасение, что делать. Собственно, не рассуждает. Отсюда и парадоксальная стилистика фильма, заторможенная камера, пустоты смыслов — это мир внутри Елены. О, какая тьма!

    Жертвенный, надломленный, по-некрасовски-маяковски загнанной лошадью дух Елены как-то растворился в телесности повседневной рутины, сердце бухнулось в бездну, имя которой — Чрево. Чревом героиня живет, решает, спасает, не ведает, что творит. И аж потянуло античными воскурениями на орхестре, самой что ни на есть трагедией, хотя катарсиса-то режиссер нам не обещает. Он предельно честен со своим зрителем: неизбывна людская драма, совершаемая ежечасно. Жертва, которую приносила и приносит Елена, — самое позорное и мерзостное, что только мог придумать человек. Но совершается она из… любви?

    А где в фильме спряталась любовь, хочется спросить. В рациональном подходе мужа, удачно совместившего жену с домработницей, в циничных отповедях выросшей на папины деньги дочки, в семье трутней-бедняков, бездумно строгающих потомство? Что-то пошло не так, если Елена — изначально носительница светлого, бескорыстного чувства, — стала покорным орудием смерти, убивая, по сути, своего сына, а потом внука — убивая не физически, но «удушая нежностью», опекая великовозрастных дурней, которым давно пора повзрослеть. Потрясает сцена в церкви, в которую зашла Елена помолиться. Не верится, что она здесь впервые (не знает, какие записочки подавать о здравии, где икона Богоматери), но это так. Без укорененности в вере Чрево творит беззаконие. Губит самое себя. А потому режиссеру не нужно жутких напастей в финале: колесо и так вращается, жизнь переламывает недочеловеков, чей скорбный удел — смотреть телевизор и запивать откровения ток-шоу пивком. Что поняла Елена? Ни-че-го.

    Удивительная картина Звягинцева, не раскрашенная, а скорее обесцвеченная тусклыми, холодными тонами операторской палитры, живет собственной жизнью, продолжаясь и после титров: о ней хочется размышлять. Классически стройная, безыскусная, она выверена атмосферной игрой актерского ансамбля («педант а ля Каренин» Андрей Смирнов, «русская баба» Надежда Маркина, «интеллектуальная эгоистка чайлд-фри» Елена Лядова, «внучок- упыреныш» Игорь Огурцов) и минималистской музыкой Филипа Гласса: его тревожными скрипками, задающими плоскому видеоряду объемность библейского звучания, сопровождается схождение в ад современной русской семьи. Потому что это мы. Потому что мы — такие. Спасение ищите там, где не случилось катарсиса. Да, я говорю о душе.

    25 декабря 2014 | 00:47

    Страшно, в общем, даже не то, что в этом замечательном русском фильме присутствуют разрывающие сознание социалка и бытовуха. Да они, в общем, сознание не совсем и разрывают — задачи такой не было. Как и многие режиссёры, Звягинцев стремился отобразить жизненную картину, близкую к реальности, вот и всего. Получилось ли у него? Вполне возможно. Для полной уверенности можно спросить у тех, чьим соседом является безработный маменькин сынок или тех, кто учится в одном классе с двоечником, перспективы которого поступить хоть куда-нибудь почти равны нулю. Подростковый жаргон, на котором подростки уже лет пять не разговаривают, прилагается к делу. Если же сцены бытовой жизни взрывают сознание и ужасают, не прекрасный это повод ли сделать что-то, чтобы изменить существующий порядок вещей?

    Страшно, в общем, даже не то, что такие фильмы появляются на свет. Появился, значит, был нужен, так, кажется, популярно рассуждать. Ровно здесь и ровно сейчас, не иначе. Назрело, что называется. Просто так никакое кино не выходит. Творчество — лишь результат отражения имеющейся в распоряжении реальности. Преобразовано, утрировано, слегка изменено — совершенно неважно. Это есть, и с этим пренепременно нужно работать, делать что-то. Думать. Хотя бы думать, для начала.

    Страшно то, что Звягинцев берёт на себя ответственность и открывает зрителю измерение, в котором преступление может полноценно существовать без наказания. Под наказанием при этом понимается наказание абсолютно любое: моральное ли, юридическое ли, какое-то другое. Стенания сразу после совершенного, как сильно бьющееся сердце, когда стоишь в объятиях девушки, которой только что признался в любви. Не более, чем инерция, выход оставшихся эмоций, недопитый адреналин. Что с этим открытием делать, Звягинцев торжественно не рассказывает. Выбрасывать Достоевского в мусорное ведро вроде бы и не выбросишь: старик не проиграл ведь режиссёру — просто появилась альтернатива, имеющая ровно столько же шансов в мире людей. Просто взять и продолжить жить с новой теорией нельзя: слишком грустно и обидно будет. Остаётся лишь надеяться на высшее наказание, которое настигнет независимо от того, сидит ли человек в тюрьме или ходит в церковь, постоянно замаливая свои грехи.

    Вроде бы и не страшно становится, если надеяться. Хотя всё равно как-то не по себе.

    2 мая 2013 | 23:33

    Елена — медсестра-сиделка, всю жизнь прожившая в не слишком благоприятных условиях и на старости лет получившая местечко под солнцем в виде Владимира, успешного предпринимателя. У Елены есть сын, который содержит своих жену и детей на деньги матери, в общем, не содержит. У Владимира есть дочь, с которой они редко видятся и состоят на вид в нетёплых отношениях. Сын Елены хочет отмазать своё бестолковое чадо от армии, купив ему место в университете. Деньги он не зарабатывает, поэтому попрошайничает их через мать у Владимира. Муж отказывает Елене, и она негодует. Казалось бы, нет ничего зазорного в том, чтобы желать своим близким самого лучшего, но порой это может зайти слишком далеко…

    От аннотации к фильму волосы встают дыбом. В первых же строчках Владимир обвинен в скупости и плохом отношении к Елене, а затем он ещё и решает изменить завещание, в котором «Елене достанется лишь небольшая пожизненная рента», а остальное получит его дочь. Случай, встречающийся на каждом шагу — нищета и ненависть к успешным людям, обида от несправедливости, что у кого-то есть всё, а у кого-то ничего, ощущение, что богатые должны бедным. «Какое вы имеете право думать, что вы особенные? Почему? Только потому, что у вас больше денег и больше вещей?» Попахивает коммунизмом и революцией, и Елена совершила так называемый дворцовый переворот. Героиня фильма добилась благополучия для себя и своей семьи по аналогии с Раскольниковым, но в фильме мы не увидим никаких угрызений совести Елены, а только её ощущение, что всё сложилось по справедливости.

    С самого начала до самого конца фильм «Елена» очень негативный, в нём нет ни одного положительного персонажа. Думаю, все, кто решился написать отрицательную рецензию, спутали действительно плохую ленту с негативной атмосферой арт-хауса. Фильм объективно правдив, оттого ценен.

    Советую при просмотре фильма не читать аннотацию.

    9 из 10

    3 декабря 2012 | 13:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Что означает глобальный приток женщин-режиссеров и женщин-продюсеров в наше кино? Есть ли в номинации на «Оскар» «Левиафана» и участии семи российских картин в программах Берлинале хоть капля политики? Почему Восточная Европа сейчас в тренде? И последует ли за бумом-2015 дефицит отечественных лент? КиноПоиск обсудил с программным директором «Кинотавра» Ситорой Алиевой главные тенденции в российской киноиндустрии. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Земля будущегоTomorrowland32 972 000
    2.Идеальный голос 2Pitch Perfect 230 830 000
    3.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road24 815 000
    4.ПолтергейстPoltergeist22 600 000
    5.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron21 691 000
    22.05 — 24.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Земля будущегоTomorrowland194 909 197
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road137 788 937
    3.Век АдалинThe Age of Adaline19 020 834
    4.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron13 675 819
    5.Одной левой10 698 111
    21.05 — 24.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 527 75636 900
    Деньги409 819 420 руб.19 512 380
    Цена билета268,25 руб.6,14
    21.05 — 24.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    200.Гарри Поттер и философский каменьHarry Potter and the Sorcerer's Stone8.111
    201.Гарри Поттер и узник АзкабанаHarry Potter and the Prisoner of Azkaban8.109
    202.ЗнахарьZnachor8.108
    203.Завтра была война8.108
    204.Убить пересмешникаTo Kill a Mockingbird8.107
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.76%
    2.ВозвращенецThe Revenant97.06%
    3.Отряд самоубийцSuicide Squad96.34%
    4.Боги ЕгиптаGods of Egypt96.18%
    5.МакбетMacbeth96.08%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road143
    Не забудь, что скоро ты умрешьN'oublie pas que tu vas mourir1
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas10
    ДрузьяFriends284
    Приключения ФликаA Bug's Life15
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Земля будущегоTomorrowland6.491
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.488
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas6.852
    Хранитель ЛуныMune, le gardien de la lune
    Век АдалинThe Age of Adaline7.605
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    ШпионSpy04.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры