всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов, Анна Бартули
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (8239)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма стартовали 9 апреля 2010 года и полностью проходили в Москве.
    • Изначально фильм должен был сниматься на английском языке, в США или Англии, рабочее название — «Хелен», мужа главной героини должны были звать Ричард. Из-за абсолютно русского менталитета сценария ленты место действия было решено переместить в Россию.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 15385 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Чего сказать про «Елену»? Все, как и ожидалось… фантастический оператор Михаил Кричман, блестящие актерские работы (Андрей Сергеевич вообще нет слов), очень холодный, очень красивый, выверенный, повествовательный, безоценочный фильм, изысканный, тонкий, очень европейский, Аменабара гораздо больше, чем Тарковского, и это его достоинство (если не главное, то одно из).

    В этой отстраненной холодности, выверенности каждого кадра, каждого слова в диалоге и каждой актерской работе на мой взгляд и заключается главная магия Звягинцева.

    В нем нет «славянской души» (чего я как раз не люблю, поэтому Кустурицу никогда не понимала),всей этой широты, щедрости, эмоций, истерик, мордобития с поцелуями, зато есть препарирование действительности как она есть, с холодной головой, со скальпелем в руке.

    Мне очень нравится форма, но совсем не нравится содержание. Это безупречное фестивальное кино на 300%. Я же люблю, чтобы фестивальное-не фестивальное, но кино должно трогать людей что в Новой Зеландии, что в Гвинее Биссау. А тут вроде придельно понятная и безупречно рассказанная история про 6-х несчастливых людей разного социального плана, но отчего каждый из них несчастен, и почему их судьбы завязаны в такой странный узел, почему герой Смирнова должен за все быть в ответе, как тот пионер, и почему в доброй и жертвенной Елене Анатольевне (чудесная Н. Маркина) под поверхностью скрывается столько злобы (или зависти, или еще чего более страшного и первобытного) — Бог весть.

    Тем не менее, «Елена» как произведение искусства абсолютно совершенно, посему браво!

    7 ноября 2011 | 12:27

    Андрей Звягинцев, успешный режиссёр с мировым именем, снял фильм на социальную тематику. Сначала непросто было к этому привыкнуть, вспоминая его предыдущие, вневременные метафизические картины. Думаю Андрей мог бы снять вместо Елены ещё более фестивально заточенный фильм, чем Изгнание, но не стал. Думаю сыграло роль желание расширить круг своих зрителей.

    «В эпоху смуты не может появиться светлое, жизнерадостное кино», — сказал сам Андрей про Елену, поставив картину в мрачный ряд фильмов о современной нашей действительности.. В этом фильме нет положительных персонажей. Если с семьей Елены всё понятно с самого начала, то сама она не так проста. Её экранный образ странным образом напомнил мне героиню Нонны Мордюковой в легендарном фильме Комиссар Александра Аскольдова. Перед нами образ сильной женщины, из тех что вытягивают всю семью или танк на ходу останавливают. Комиссар Вавилова бросает сына из-за красной революции. Елена решается на убийство, пытаясь выдернуть семью из смуты, уже современной.

    Владимир в исполнении Андрея Смирнова, замечательного режиссёра и актёра, имя которого в последнее время очистили от пыли. В фильме не сказано, как Владимир заработал свои деньги, да и производит он впечатление закрытого человека. Не знаешь, как к нему относиться. Его отказ дать денег выглядит вполне разумным, а не жестоким. Ведь стоит усомниться, кто на самом деле для него Елена. Он не воспринимает её на равных, и в фильме на это делается акцент ещё в начале. Скорее Елена для него не жена, а служанка, скрасившая последние годы, за что ей и полагается в награду пожизненные выплаты. «Тебе хватит, чтобы не нуждаться».

    Дочь Владимира — Катя. Окружённая циничными людьми, пропитанными жадностью и страхом, она, символ этой циничости и её Голос, голос поколения.

    Перед нами киноответ тем, кто упрекал Звягинцева в символизме, копировании Тарковского и Бергмана и ещё бог знает в чём. Перед нами действительно простой фильм, с лаконичным сюжетом и обычными людьми. Но это не халтура на стороне, именно Елена показывает насколько сложился Звягинцев, как режиссёр. Совершенно изумительное владение экранным временем, я бы это назвал звенящей тишиной. Эстетически фильм выполнен как всегда на высоте, и это не вступает в диссонанс с социальной тематикой, он естественный. Режиссёр словно подтверждает, что может сделать хорошее кино без арт-хаусной мегаломании, философских копаний.

    Нужно ли такое кино от Звягинцева — вопрос. Скептики всегда будут обвинять его во вторичности, а для меня он навсегда останется одним из лучших наших кинодеятелей, потому что во всём, что он делает есть сила кино и искренность. В нём есть преемственность. Язык не повернётся назвать фильм беспросветным, потому что сделано это не с ненавистью, а с сочувствием. Хорошо.

    8 из 10

    28 декабря 2011 | 21:38

    Эта история повествует о женщине (Надежда Маркина), которая является матерью и женой. Казалось бы, в наши дни почти каждая женщина в возрасте Елены совмещает эти обязанности. Но между сыном Елены Сергеем (Алексей Розин) и мужем Владимиром (Андрей Смирнов) огромная разница. И эта разница не только в возрасте, материальном положении и мировоззрении, а прежде всего в стремлении к лучшей жизни, в воспитании и чувстве собственного достоинства.

    Фильм Андрея Звягинцева получился очень атмосферным. В нем очень много статичных кадров, которые нагоняют тоску, но в то же время интересно наблюдать за развитием событий. Картина действует угнетающе на зрителя, но каждый безусловно начинает задумываться о судьбе героев, да, наверно, и о своей собственной.

    В фильме нет ни абсолютно положительных, ни абсолютно отрицательных героев. Каждый из них по своему прав. И каждого можно в чем-то обвинить. Елена живет между двух миров, но материнское сердце не дает ей забыть и оставить сына в трудную минуту, хотя он, на мой взгляд, этого и не заслуживает.

    Великолепно сыграла свою роль Надежда Маркина. Елена в ее исполнении — понятная каждому русская женщина, образ которой делает жизненной всю картину. Смирнов и Лядова — отец и дочь, между которыми, несмотря на внешнее непонимание и нелюбовь, существует невидимая нить, роднящая их, объединяющая и сближающая.

    Каждый кадр картины Звягинцева можно осмысливать, трактовать по своему. Нет в фильме ни одного лишнего слова, эпизода. Каждая ситуация монотонно и контеленно вытекает из другой, как это часто и бывает в жизни.

    Этот фильм для умного зрителя, который готов потратить два часа времени на то, чтобы посмотреть и не пожалеть, независимо от того, понравится им фильм или нет. Андрей Звягинцев безусловно талантливый режиссер, который поднимает в своих фильмах актуальные проблемы современности. Надеюсь, что это не последняя его режиссерская работа. Фильм полностью оправдал мои ожидания!

    10 из 10

    13 октября 2011 | 17:59

    Посмотреть русское кино на большом экране так же, как и прочитать русскую книгу не с экрана ноутбука, но по старинке шелестя страничками и принюхиваясь к запаху бумаги для эмигранта счастье ещё то. И тут уж, ясное дело, особо не повыбираешь, не повыпендриваешься — что предложили, тому и радуйся, а нет, так какие могут быть претензии — твоя культура, сам в массы её и продвигай. Исходя из подобных рассуждений, воодушевилась я на днях мыслью о личной ответственности за распространение русской культуры в Новой Зеландии, задумав организовать поход своей группы во главе с нашей любопытной до нового преподавательницей английского новозеландкой Пэт на русский фильм, что в рамках кинофестиваля показывали в местном кинотеатре на русском языке, с английскими субтитрами.

    Фильм Андрея Звягинцева «Елена» из невнушительного и скудного, как и предполагалось, списка русских фильмов был выбран мною сразу и, как говорится, под себя. Во-первых, социальная драма — один из любимых моих жанров; во-вторых, стиль Звягинцева, то, как он снимает и как не снимает, мне весьма импонирует; ну и наконец, в-третьих, о складе мышления автора и его взглядах на современную Россию я не только имею представление, но, более того, вполне их разделяю. Другими словами, сомнений в том, что фильм мне лично понравится, не было никаких. Не сомневалась и по поводу мужа, с которым в этом плане интересы совпадают. Переживала лишь за приглашенных мною друзей-иностранцев, что отменили, дабы составить нам с супругом компанию, свой традиционный поход в мексиканский бар на сальсу.

    «В фильме не будет экшена», — предупреждала я по дороге в кинотеатр, рассказывая про чеховские традиции внешне спокойного и монотонного, но драматичного внутри действия. Посчитала нужным заблаговременно объяснить и чаадаевское «кого люблю, того и порицаю», по привычке, быть может, чересчур эмоционально настояв на том, как важно не идеализировать свою родину, но не бояться видеть её такой, какова она есть, готовила к мрачным, но правдивым картинкам и выводам по поводу современной российской действительности.

    Однако же зря я так волновалась. Не эти моменты, но совсем другие, как выяснилось, произвели в итоге впечатление на Пэт и моих одногруппников, которые, не придав особенного значения социальному аспекту, заинтересовались в первую очередь драмой семейной. «Это могло случиться в любой стране», — начала наше обсуждение по окончании фильма Пэт.

    Бывшая медсестра Елена, главная героиня картины, замужем за богатым бизнесменом Владимиром, с которым они вот уже десять лет тихо и мирно проживают под одной крышей. У Владимира дочь — богемная и избалованная, однако же совершенно не глупая девушка Катя. У Елены сын-бездельник, сноха и двое внуков, старшего из которых надо срочно отмазать от армии и определить, непутёвого, в университет. Справедливый и рассудительный Владимир отказывается в который раз помогать родственникам Елены, более того после внезапно случившегося с ним удара оповещает супругу о своём решении написать завещание, согласно которому всё его имущество достанется дочери, Елене же — пожизненное пособие, что позволит ей безбедно прожить остаток жизни, но не даст возможности, как хотела бы она, помогать непутёвой её семейке. И вот скромная и послушная Елена решается на отчаянный поступок…

    Мнения по поводу того, можно ли оправдать содеянное Еленой, разделились. Одногруппники-колумбийцы всё больше сочувствовали героине, разделяя её переживания и желание помочь семье сына, невзирая на очевидность того, что существенной пользы помощь эта не принесёт. Пэт, напротив, Елену осудила сразу и безапелляционно. Дети вырастают и уходят из семьи, семья женщины — это её супруг, партнёр. К слову сказать, один из сыновей Пэт, тоже, как она говорит, непутёвый, однако на материальную поддержку от неё даже и рассчитывать не смеет.

    Следующий момент, по поводу которого мнения наши снова не совпали, касался открытого финала фильма. Родственники Елены переезжают в её шикарную квартиру, сноха снова беременна, все счастливы, строят планы на будущее. Вся эта семейка во главе с Еленой, на душе которой кошки скребут, зрителю по-прежнему неприятна и малосимпатична. Но… камера задерживается на дремлющем и затем просыпающемся на кровати, некогда принадлежащей Владимиру, ребёнке. «Разве не значит это, что жизнь продолжается и не всё так плохо и безысходно?» — вопрошает Пэт. Кивают и колумбийцы, вспоминая заодно и про дочь бизнесмена Катю, которая, пусть и с недостатками, но не глупа, молода, у которой вся жизнь ещё впереди. Вот только ни меня, ни мужа аргументы сии не убеждают. Снова перехожу на социальный аспект. Рассказываю про революцию семнадцатого года, гражданскую войну, Шариковых и Преображенских. Всё это уже было. Раскулачивали, насмехались, создавали собственную культуру. Насколько их хватило? Восемьдесят лет? Теперь про Катю. Согласна, персонаж она куда более симпатичный, нежели остальные. Вот только есть разве у Кати и таких как она, избалованных удовольствиями, не знающих как зарабатываются деньги, не желающих иметь детей и не видящих смысла в происходящем, разве есть у них будущее?

    Как походом в кино, так и последовавшим за ним обсуждением фильма, сама я осталась вполне довольна. Пэт пообещала подумать ещё об увиденном на досуге, с ходу сложно серьёзные выводы делать. Одногруппники предложили познакомить с колумбийским кино, которое, по их словам, ну совсем не такое, как русское. И хотя вовсе не весёлым и уж никак не жизнеутверждающим был просмотренный нами фильм, на душе у меня было радостно.

    Радостно от того, что за русское кино не стыдно, что, несмотря на все проблемы, что испытывает наш отечественный кинематограф, хорошее, вдумчивое, правдивое русское кино по-прежнему существует.

    21 августа 2011 | 09:06

    А ведь возникает сильный соблазн сказать, что мол весь фильм это субъективный взгляд режиссера, который ничего не знает о жизни народа, но решил снять жизненный фильм, потому что это модно в российском кино. Но не скажу, потому что всё не так.

    Фильм, как и любое авторское художественное творение, субъективен по сути. Если автор ничего не знает «о народе», то вряд ли бы его вообще эта тема заинтересовала, а при просмотре я бы не сидел в напряжении весь фильм, постоянно ожидая, что произойдет далее. Что касается модности, то я бы избежал этого слова. В возвращении к натурализму нет ничего плохого, особенно если это выражается в качественных кинематографических формах, что можно наблюдать в «Елене».

    Всё-таки тяжесть после фильма сохраняется. Что-то чувствуется в нем не так. Или так задумано? Попробуем разобраться. Понятно, что образы взяты условные. «Обычная семья» — по фильму люмпены (модное словечко «быдло» немного не подойдет здесь), живут в обычном многоквартирном доме, коих в Москве очень много. Не знаю насколько это собирательный образ, скорее это образ конкретный и уникальный — «один из», но не средний. Режиссер берет и выдумывает, что есть такая вот семья с двумя детьми, где отец постоянно не работает, а мать теперь постоянно рожает и связывает их через по-деревенски практичную Елену с неким другим уникальным образом — зажиточным Владимиром из московских новостроек к центре города. И вот здесь возникает соблазн заговорить о социальной подоплеке или даже о классовой розни, но суть фильма-то сводится к эпизоду с убийством Владимимра и раскрытием (расколдовыванием) образа практичной Елены, потому что проблема оказывается в моральных нормах отдельных людей, потому что если искать в этом фильме проблемы классового сознания, то фильм покажется тупым, стереотипным и вообще плохим. С моей точки зрения А. Звягинцев ставит эксперимент помещая некие уникальные образы в конкретную жизненную ситуацию.

    В фильме я нашел интересные, но отталкивающие и в какой-то момент противные образы Елены и Кати. Малодушие, кризис духовных ценностей и полнейшая каша, которая творится в моральных установках людей делает этот фильм хорошей пищей для любителей психологического кино и драматургии.

    7,5 из 10

    9 апреля 2012 | 23:53

    Андрей Звягинцев, снявший «Елену» — чуть ли не единственный режиссёр в России, который всё ещё продолжает радовать своими работами. Пока Михалков снимает продолжения «Утомлённых солнцем», не особо стараясь сделать свои творения достоверными, Звягинцев остаётся единственной надеждой на светлое будущее нашего кинематографа.

    Дебютным фильмом режиссёра стало «Возвращение», которое было отмечено на Венецианском кинофестивале. За свою первую работу он получил сразу двух «Золотых львов», что весьма престижно. Следующие его работы тоже получили похвалы критиков. Особенно отличилась последняя, на данный момент, его работа под названием «Елена».

    Казалось бы, картина, повествующая о русском менталитете — не может быть понятна другими народами. Вряд ли русский человек станет обвинять Елену в жестокости, зная, каково это — иметь семью, которую нужно кормить и одевать. Впрочем, кто сказал, что с такой ситуацией знакома лишь Россия?.. Возможно, награда «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале означает, что иностранцы поняли ситуацию и, может, даже узнали в ней себя.

    Однако, что ни говорите, в «Елене» я вижу лишь проблему наших людей и нашей страны. Беспечность юного мальчишки, которому, кажется, всё равно, что с ним будет: уйдёт ли он в армию или пойдёт в институт. Желания, свойственные для его возраста, заключаются лишь в попивании пива на лавочке и драке с местной шпаной. Его родители же нигде не работают, но при этом хотят пристроить сына в институт. Что, конечно же, стоит немалых денег. Вот только вместо того, чтобы идти работать, они предпочитают брать деньги у Елены, которая, в свою очередь, берёт их у своего богатого мужа Владимира. У Владимира есть и своя дочь, которая не особо жаждет встречи с ним. Однако, несмотря ни на что, старик любит её и в завещании решает всё наследство оставить ей, а Елене лишь небольшую долю.

    Перед героиней стоит сложный выбор. Ей нужны деньги, чтобы помочь своим родным. Для этого она готова пойти на жертву. «Последние станут первыми» — проронила она фразу, когда Владимир отказался помогать её сыну с деньгами. Слова стали в каком-то смысле пророческими.

    Действие фильма идёт медленно. «Я ни за кем не гонюсь, никуда не спешу» — говорит режиссёр. Порой, зрители могут подолгу наблюдать одну и туже картинку. На заднем плане играет напряжённая музыка Филиппа Гласса. Эти чарующие звуки делают фильм ещё более драматичным. Кажется, что вот-вот и случится что-то нехорошее. Зрители не просто видят картинку, они словно становятся безмолвными соучастниками преступления. Невольно вспоминается Фёдор Михайлович Достоевский со своим произведением «Преступление и наказание». Здесь даже есть погибшая лошадь, которая по книге снилась Раскольникову. Вот только, современная интерпритация более грубее. Здесь нет положительных персонажей. Каждый из героев — по-своему плох и по-своему прав.

    Есть такой термин — «лишний человек», которым принято описывать Евгения Онегина и Григория Печорина из произведений Пушкина и Лермонтова. Так вот, этот термин можно отнести и к героям этой истории. Они существуют в своём маленьком мирке, со своими проблемами и заботами. Они безучастны и отстранены от внешнего мира. В фильме мы вообще не видим никого, кроме основных героев. Будто бы, и нет никого, помимо них…

    «Елена» — это тяжёлый фильм, оставляющих после себя послевкусие и дающий повод для раздумий. Не думаю, что эта вещь, которую бы я рекомендовала к просмотру. Но, если желание ознакомиться с картиной всё-таки есть, то думаю, это хороший выбор.

    6 из 10

    7 ноября 2011 | 01:44

    3-я полнометражная картина уважаемого мною режиссёра Андрея Звягинцева, которую у нас приняли, ну не то чтобы холодно, скорее 50 на 50. Но вот на Западе данное полотно стало чуть ли не культовым феноменом: высокие оценки от журналистов, главный приз на Канском фестивале в категории «Особый взгляд»,тепло принятый критиками с популярных западных сайтов «Rotten Tomatoes» и «Metascore» и тому прочие радости. Обидно, что подобную ленту даже не удосужились наши киноведы во главе с Михалковым и его КО отправить на соискание «Оскара». Оно и понятно, ведь нафантазированные самим Михалковым «Утомлённые солнцем 2»,о которых и так много сказано, поэтому я повторяться не буду, в разы «лучше»,чем тонкий психологический арт-хаус. Так по крайней мере посчитал наш оскаровский комитет (который, кстати, даже не легитивен, только тсс, это секрет!). А ведь могло бы получить совсем по другому…

    Но не будем о плохом, дорогие друзья. Не стоит отрицать, что Звягинцев — это наш Русский Бергман(как бы громко это не звучало) и второй Тарковский(как бы громко это не звучало). И я не спроста сравнил его с Бергманом. У Звягинцева очень схожи с Ингмаром манеры съёмки: здесь тоже есть медленное вступление, в котором 5 минут не произноситься ни слова и в картинах Андрея так же есть много скрытых символов, да-да. И это не плохо, а очень даже хорошо. Благодаря таким режиссёрам как Андрей, Русский кинематограф не умрёт никогда.

    И вот в самом начале мы встречаем знаменитый Бергмановский стиль. 5 минут нам просто показывают спящую Елену и её квартиру. По началу кажется что это просто подражание, но нет. Ближе к середине я понял, что режиссёр хотел показать этим то, что Елена довольно обеспеченная женщина и, в отличии от своих детей, ни в чём не нуждается. Вообще, персонажи в этом фильме получились на редкость колоритными и реалистичными.

    Сюжет нам повествует о практически пожилой паре Елене и Владимире. Оба состоят в гражданском браке и общих детей не имеют, только на стороне. Елена — добрая, трудолюбивая женщина, которая, как потом оказывается, хорошая мать, которая помогает своему сыну с его семьёй, о чём я напишу позже. Владимир- уже пожилой(выглядит он старше своей жены) обеспеченный предприниматель, которому жалко отдавать деньги на содержание сына Елены и вместо этого отдаёт их своей дочери, про которую я тоже напишу позже. Он ездит на дорогой машине, ходит в престижный спортзал, где частенько засматривается на других женщин, но при этом он всё равно любит свою жену и у них даже есть секс(!!). Но при всём этом, главным персонажем картины всё же является Елена.

    Звягинцев выстраивает ситуацию так, что не только главной героине, но и зрителю приходиться выбирать между двух зол. С одной стороны по закону деньги должны принадлежать дочери Владимира и всё бы нечего, если бы его дочь не была такой оторвой. Впервые мы её встречаем в кафе, где Елена говорит о том случае. В фильме данный персона присутствует совсем не много и сказано о ней мало, но этого достаточно. Прежде всего мы узнаём о том что Катя(так её зовут) совсем не любит своего отца и даже больше:он для неё просто напросто спонсор, о чём потом мы убедимся ни раз. И после всего этого понимаешь поступок Елены.

    С дочкой мы разобрались, но а что со сыном Елены? Здесь ситуация крайне интересна, да и персонажи колоритнее и очень сильно похожи на людей, которых мы часто видим на улице. Сын у Елены — безработный алкоголик, у которого есть двое детей(старший и совсем ещё младенец). Живут они в бедном районе, рядом с электростанцией. Дома у них — типичная сталинка. Так как сын главной героине не работает, то бедный матушке приходиться брать деньги их сейфа мужа и отдавать их. И тут кстати мы понимаем, почему Валдимир так скупился-то. С одной стороны можно понять Елену. Она же мать и как всякая мать будет помогать своему чаду. Но и прав сам Владимир говоря о том, что её сын уже не младенец, а взрослый мужчина и должен сам прокармливать свою семью. Ладно если там помочь материально, но не спонсировать его из месяца в месяц. Благо у сына и матери хорошие отношения, хоть местами мне казалось, что сын тоже пользуется добротой своей прародительницы. Ну а про внука Елены смысла нету писать, это, честно говоря надо видеть и понять.

    И вот после всего этого понимаешь всю тонкость данного сценария. Да, под конец хочется оправдать Елену, но и симпатию она уже перестаёт вызывать. И вот после всех анализирования персонажей, анализирования событий и довольно символической концовки, которая восхищает своей реалистичностью и пугает своей реалистичностью, я понимаю почему Запад так отнёсся благосклонно. Это действительно невероятная сама по себе картина, которая слегка мне напомнила «Шепоты и крики» Ингмара Бергмана. В ней можно найти массу проблем, что хоть в сочинение в ЕГЭ можно приводить как пример. В ней присутствуют реалистичные побочные персонажи, которым совсем не хочется сочувствовать. Самая не обычная сцена была в конце, где сын Елены и внук по очереди сделали плевок. Ах да, я что-то писал про символизм. Да, в картине часто присутствует ворон, который символизирует 3 вещи: смерть, мудрость решения или плохие вести. И вот глядя на плевок, о мудрости решения как-то не вспоминаешь.

    23 октября 2013 | 22:17

    Когда число просмотренных фильмов перевалило уже за тысячу, все сложнее стало находить хорошее кино. Но каждый год находится 2-3 картины, которые вдохновляют, удивляют и заставляют задуматься. В свое время для меня такими фильмами стали «Эквилибриум» с Кристианом Бейлом, «Перо Маркиза де Сада» с Хоакином Фениксом, «Аризонская мечта» Эмира Кустурицы, «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи, «Нокдаун» с Расселом Кроу. Это фильмы, просмотренные на одном дыхании, запомнившиеся во всех мелочах и пересматриваемые до сих пор. В этом году таким фильмом-открытием стала «Елена». Никогда бы не подумала, что в числе лучших в моем списке станет представитель отечественного современного кино.

    Этот фильм начал покорять с первых кадров своей гипнотической музыкой, застывшими долгими планами, минимализмом в интерьере дома главных героев, немногословностью и медлительностью персонажей, монотонностью происходящего, повторяемостью действий, обыденностью вещей и скурпулезностью авторов в отображении всех деталей повседеневной жизни людей.

    Главные герои — пожилая семейная пара Елена и Владимир. Елена, вышедшая замуж за Владимира, будучи его супругой уже несколько лет, так и не стала полноценным членом этой семьи. Несмотря на то, что она хозяйка в доме, её каждодневные действия настойчиво нас убеждают, что она скорее прислуга. Стоит только взглянуть, как Елена спешно и умело наливает мужу чашку свежесваренного кофе, как бойко выключает телевизор перед его приходом на кухню. Одним словом делает всё, чтобы существование супруга было максимально комфортным. Но гораздо красноречивее всех действий Елены о её положении в доме и жизни Владимира скажет фраза, брошенная в ходе их семейного спора во время завтрака.

    - И эта вышла такая же гедонистка.

    - Я не знаю, что значит это слово.

    - Эгоистка, по-вашему.

    Это брошенное вскольз «по-вашему» расставляет сразу все на свои места. Перед нам не богатая семейная пара, а обеспеченный муж и безропотная бесправная жена. Эта семья призвана расскрыть главную тему фильма Звягинцева о классовом неравенстве, которое неспособно объединить даже тех, кто живет друг с другом под одной крышей.

    Бедные всегда будут недолюбливать богатых. Вот и семья Елены с инфантильным сыном Сергеем во главе отказывается понимать, почему это их богатый родственник отказывается материально помочь семье жены, чтобы отмазать старшего сына от армии. Сам глава немалого семейства не предпринимает никаких действий, чтобы «спасти» (не иначе, по его же мнению) своего отпрыска. Потягивание пива перед телевизором с поеданием чипсов и орешков, грубость речи, отсутствие культуры и неуважение друг к другу вызывают отвращение и вместе с тем боль от понимания реалистичности происходящего. Дети не уважают старших, родители не занимаются воспитанием своих детей. И последние вырастают точно такими же как мама с папой, копируя шарканье шагов, чавканье у телевизора и плевание с балкона. А сцена с видеоигрой поставила меня в серьезный тупик: кто из них отвратительнее: сын, который не в состоянии оторваться от игры, будто ему 5 лет, или отец, присоединившийся к нему и объясняющий свое поведение брюзжащей жене, что это ничто иное, как момент общения с сыном. Раньше старший учил чему-то младшего, сначала читать, считать, водить машину, строить дом. А сейчас младший учит старшего правилам видеоигр, где разговаривать необязательно, а уж повышать свой интеллектуальный уровень не нужно вовсе. А жизнь тем временем проходит, лежа на диване с перерывами на перекусы, выпивку и пререкания друг с другом.

    Но и у богатых не все так просто. Дочь Владимира — Катя, не обделенная материально ни в детстве, ни сейчас во взрослые годы, обижается на отца, не меньше чем бедные на богатых. Прожигая свою жизнь, в агрессии и беспутности своего характера Катя винит отца, который всегда бизнесу и деньгам уделял больше внимания, чем семье. Таким образом, Звягинцев не отдает предпочтения никакой из семей. Но точка зрения Владимира мне понятнее. С чего вдруг богатому раздавать деньги. Его богатство — труд, потраченное время, умение рисковать, желание расти, самообразовываться. А те, кто не желает трудиться ни над собой, ни над своим благосостоянием, остаются на окраине, куда добраться можно сначала на автобусе, потом на электричке и еще немало времени пройти пешком.

    Тема классовых различий и противоборства обеспеченных и неимущих далеко не единственная здесь. Звягинцев обращается к проблеме института брака, к вере и духовности, проблемам подрастающего поколения и отсутствия идеалов у молодежи, к теме выбора, наконец. Выбор, который здесь был не мучительно долгим, а внезапным и хладнокровным, когда в одночасье от кротости, скромности, послушания и воспитанности не осталось ничего… только холодный расчет, потрясающий своей молниеносностью.

    Мир переменчив и обманчив, потому что населен непредсказуемыми людьми. И избиение подростков друг другом в кадре страшит не так, как то, что может придумать человек всего за пару часов. Агрессия неуемных подростков, страдающих от ничегонеделания ужасает, но еще страшнее бывает зло, которое живет глубоко внутри, ничем не выдает себя, заставляет совершать поступки, противоречащие законам морали и нравственности.

    Нет смысла говорить о игре актеров, операторской работе или атмосфере в кадре. Всё и все на высоте. Актеры на своих местах, их разговоры правдоподобны, а жизнь, показанная на экране, кажется, что реалистичнее некуда. Совершенство того, как сделан фильм, позволяет сосредоточиться на сюжете, напитаться эмоциями и мыслями, чтобы потом долго вспоминать увиденное, осмысливать действительность, где-то даже ужасаться реальностью происходящего, переосмысливать жизнь и восхищаться талантами представителей современного кинематографа и гордиться тем, что они еще и из России. «Елена» однозначно войдет в число лучших фильмов, просмотренных мною в 2014 году.

    9 из 10

    27 июля 2014 | 20:37

    Андрей Звявигенцев один из самых признанных русских режиссеров в Европе. Его типичный арт-хаузный стиль, весьма отражает тенденции фестивального кино. Звягинцев умеет точно угадывать запросы жюри и попадает в десятку. Но какой ценой. Фильмы Звягинцева так популярны в Европе потому, что они полит корректные, нерусские и безымянные. В них нету национального колорита, они сняты не на «русском языке». На эту мысль меня окончательно навел его последний фильм «Елена».

    «Елена» простая семейная трагедийная история завернута в стилистику арт-хаузного кино. Типичные черты: долгие затянутые кадры, длинные планы, и игра с освещением. Один первый кадр чего стоит — он снят ради птицы, и судя по всему они долго ждали эту птицу. То есть не кадры создают кино, а кино создается ради кадров.

    Вся эта затянутость типичная для арт-хаузного стиля, в этом фильме неоправданна, так как актерская игра так же затянута. Получается наслоение планов — медлительная, бесчувственная игра актеров сливается с таким же бесчувственным видео рядом. Ни о какой многоуровневой ткани здесь и речи нет.

    Ритм фильма так же однообразен и безжизнен как и минималистическая музыка Глааса. И я не верю что все это для того, чтоб показать однообразную рутину жизни. Если это так, зачем тогда использовать дешевый прием постоянного нагнетания трагедии а затем обрывать его (это не ужастик какой-нибудь).

    Это кино как все современное искусство — якобы очень глубокое, а за этой глубиной ничего нет. Но большинство бояться признать, что это кино пустое и мертвое, и ему дают призы, и восхваляют его.

    Я вывел определение такому кинематографу (оно в заголовке) — высокомерное кино. Что же это значит. Это значит, что кино не нуждается в зрителях, оно не нуждается в сопереживании, в эмпатии или хотя бы негодование. Нет оно существует само по себе, красуется своим невероятным интеллектуализмом. И видно такое кино сейчас нужно фестивалям. Кино не побуждающее ни на что, не заставляющее задуматься после просмотра. Оно просто «умное».

    В «Елене» нет сопереживания ни одному герою, ни один герой не вызывает жалости. В фильме не поднято никаких вопросов. И пусть скажут, что там есть извечные вопросы морали, самопожертвования. Нет, друзья мои. Это обман зрителя. Это эффект замещения высоких истин красивыми кадрами с воронами и бассейнами.

    Да, у «Елены» не отнимешь: она снята грамотно, кадр поставлен более чем профессионально. Играют все профессионально. Звягинев мастеровитый художник, но не гениальный режиссер (мое ИМХО).

    Итог: смотреть всем кто любит псевдоинтеллектуализм, кто любит модное кино, и кто просто хочет понять за что ему дали очередную канскую веточку.

    P.S. ничего не хочу ставить этому фильму, фильм и правда вне оценки, победителей не судят — вот секрет Звягинцева.

    1 февраля 2012 | 05:50

    Сейчас я больше всего хочу именно так написать — КАРТИНА Андрея Звягинцева. Она на самом деле о мертвецах. О том, что если так дальше будет продолжаться, если большинство из нас, рабы телевизоров и своих комнат, больше будут ни на что не способны… Мы же вымрем. Перед нами пример лишь одной семьи, но вы задумывались, сколько таких семей вообще по России?

    Сколько же в «Елене» символизма! Каждый кустик что-нибудь характеризует из общей ситуации. Ворона прилетела в начале фильма, как символ беды. Символ самой Елены. Прилетела другая ворона, как символ её мужа. В конце сеанса ворон больше не видно — голые неживые ветви дерева. Всё. Это действительно последний пункт. Женщина, осмелившаяся распорядиться судьбой своего супруга, полностью доверявшего ей, ради своей же немощной, никчёмной семьи… Вы думаете, она тоже жива? Да, в каком-то смысле победа одержана, желаемое получено. Даже жилплощадь стала больше для них (стараюсь не спойлерить, но мягко намекнуть). Однако это не победа, а полнейший аут. Семья так и останется существовать в доме, ни на что не способная. Это лишь история о предательстве, которое не привело в итоге ни к чему.

    Как же было отвратительно смотреть на этих людей! На сына, плюющего с балкона; на его отца, плюющего в бутыль пива; на мать, плюющую в колыбель. Хотелось растоптать их или огреть по щекам, даже незнаю… Живущие на деньги своих матери и отчима, совершенно чужого им человека. Незначительные, мелкие сошки, погрязшие в рутине, ради которых Елена пошла на отчаянный поступок. И, думаю, не нужно очень доверять анонсу — Владимир не так уж относился к жене, как к служанке. Да, он хозяйничал в собственном жилище, просил принести ему еду и лекарства. Но он всё-таки верил своей женщине, думал, что та поймёт его правильно. Просто не хотел помогать тем, кто этого не заслуживает. Я на его стороне. Родственные связи, конечно, важное обстоятельство, только в данном случае вредоносное, не приносящее ни моральной, ни какой-либо другой пользы. Это не семья — это вымершее древо со сгнившим гнездом, без продолжения, без будущего. Даже птицы сумели понять…

    Коснёмся технической стороны. Понравилось всё. К примеру, до сих пор в голове звучит отголосками редкая музыка, подходившая под особенно важные моменты, передававшая душевное состояние Елены. Актёрская игра была очень естественной — создавалось ощущение подглядывания в чью-то жизнь. Длительные операторские планы особо подчёркивали тот самый символизм, упомянутый мной в начале. Даже такие мелочи, как передачи из телевизора, вовремя описывали тот или иной момент, касающийся бездушной, не прожитой никем трагедии. Трагедии более глобальных масштабов, чем падение маленького общества количеством из нескольких людей.

    Что ни говори, не все поймут и оценят «Елену», а Звягинцев тем не менее знал, про что снимает кино. У соотечественника Балабанова подобная манера шокировать обычностью ужаса, некоей непритязательностью чего-либо на самом деле чудовищного. Но тот использует жёсткие способы привлечения зрителя, притом не всегда думающего. А Андрей Звягинцев принял в расчёт именно категорию думающих, осознающих зрителей, способных вынести из всего важный урок. Жаль, что такие люди, сумевшие понять, всё равно живут по-другому, нежели семья Елены. Зато посмотрев, постараются никогда не скатиться до подобного уровня.

    Поразительный фильм. Бескомпромиссный и горький.

    9 из 10

    31 июля 2012 | 06:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>