всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (6986)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 15380 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Раннее весеннее утро. Первые слабые лучи солнца. Карканье ворон. Гул автомобильной сигнализации. Привычные, родные звуки во многих уголках мира. Роскошная квартира. Обычные утренние действия. Шуршание волос, жужжание бритвы. Всё как везде. Родное и объёмное. Казалось бы — ничего особенного, высокого, но детали подробны, отчётливы, выделены. Пение птиц, солнце уже щедро освещает квартиру, и всё настолько живо, что кажется, вот-вот ощутишь этот до боли, до щемящего сердца знакомый, пронзительный и чудный запах весны — настолько подробны звуковые и зрительные образы. Атмосфера близкая и понятная. Редко, кто может так передать её.

    Богатая, обеспеченная семья — у обоих это уже второй брак. Уже на итоге жизни — два человека, прошедших разные дороги. Но есть ли любовь? Дело жены — разбудить мужа, приготовить завтрак. Дело мужа — похвалить жену за вкусную пищу, спросить о планах на день. Любовь? В таком возрасте уже не до восторженной романтики. Может, и любовь. Но когда речь заходит о деньгах, начинаются склоки и задевание старых ноющих ран, больных мозолей, давление на старые ошибки. Близкие причиняют друг другу самую глубокую боль.

    Когда я увидела семью сына Елены, у меня мелькнуло страшное, клеймящее слово — «быдло». И речь не о материальной нищете, а о духовно-нравственной, и эту нищету они не пытаются заполнить ничем, кроме пива, видеоигр, разборок. Понятен их мотив желания иметь деньги — никакие родители не хотят получить из армии своего сына убитым или покалеченным, но искалеченность и давняя мёртвость их душ их уже не волнует. Впрочем, так живёт значительная часть людей.

    Но Владимир с Еленой тоже далеко не высокодуховны. Этикет, статус, достаток — да, но и они, как большинство. Елена смотрит до тошноты надоевшие передачи центрального ТВ, и как-то морщишься от уже стоящих поперёк горла голосов ведущих. Ей тоже нечем заполнить душу. Муж смотрит футбол, засыпая под комментарии матча. Переключая станции радио в автомобиле, он, в конце — концов, выбирает, что попроще. Духовная музыка ему не нужна. Но Владимир и не пытается даже притворяться, он прекрасно понимает, кто он, видит свои ошибки, и просто живёт так, как считает нужным и правильным. Конечно, своя рубашка ему ближе к телу, но кому она — наоборот?

    Дочка Владимира — резкая, циничная, не лезущая за словом в карман, играющая словами, забывшая о настоящей любви, по сути, глубоко одинокая, живущая ради себя. Да — гедонистка, эгоистка, висящая на шее у отца, привыкшая брать от жизни всё и не желающая что-то менять, но, по крайней мере, честная сама с собой и с окружающими.

    А Елена — она не знает слово «гедонистка», она готова всё отдать ради внука, дойти до самого страшного. В каком-то диком пролонгированном аффекте, она словно перечёркивает и приход в храм, и неумелую, но всё же, молитву. Поэтому — любовь ли? К Владимиру, да и к сыну с внуком. И был немой вопрос: «Ради кого этот страшный поступок? Ради быдла?» Да, для неё они не быдло, они родные. И ей, может быть, приятнее находиться в их тесной, нищей, захламлённой квартирке, чем в своем шикарном и просторном доме. Ей абсолютно всё равно, сколько квадратных метров кухня, есть ли бытовая техника, ей не важен быт. Но ей хочется, чтобы её родные из последних стали первыми. Но она забывает, что первыми можно стать, лишь перестав быть рабом своего желудка. А раб, ставший царём — это невыносимо для Земли. Эту библейскую мысль она не учла.

    Мы почти не видим внутреннего мира героев — лишь внешние, бытовые проявления. И весь ужас, творящийся в душе Елены, мы можем лишь представить, возможно, поставив себя на её место. А поставишь — такая бездна, такая безвыходность начинает окутывать сознание. Жить — на автопилоте, загнав всё вглубь. Рыдания — но только Бог видит, что же в них спрятано на самом деле. Душу же дочери совсем невозможно увидеть под маской жесткой насмешки, но ясно, что и в ней всё переворачивается…

    Фильм оставляет гнетущее впечатление — на фоне весны (была или скоро будет Пасха) люди живут, ругаются, ненавидят, пьют, бьют, будто не видя, будто не замечая ничего. Мертвая лошадь, вечный дым, пьяная шпана… Дико, неуютно. Страшно заходящее солнце, страшны тени, деревья, языки костра… Нет мира, нет радости, есть лишь преступные шайки и вечная ругань. И так пугающе-правдиво и к месту звучит зловещая шутка о том, что света нет во всём мире. Когда ради блага идёшь на злое, свет отключается. Света нет, есть только мрак полуживотной жизни, банального, бесцельного существования. Мрак не-думания, мрак инстинктов, мрак в душах, осознаваемый или нет. Смысла жизни нет — ни у богатых, ни у бедных. Разница лишь в качестве вливаемого в себя алкоголя, да и всё. И в богатом доме быдло остаётся таковым, ибо не быт определяет сознание, нет… И не радует уже ребёнок, мирно спящий на широкой кровати, не радует даже весна, по-прежнему пронзительная. Только горечь — долгая и бескрайняя, ибо это везде и всюду… Вроде бы, ничего такого не происходит, но происходит катастрофа — в каждом человеке.

    5 октября 2011 | 18:22

    Сложно дать оценку фильму, который не вызывает никаких особых чувств.

    Не могу сказать, что фильм плохой, потому что мне кажется, что я понимаю, что хотел сказать автор. Абсолютно понятный символизм с плевками с балкона и засматриванием на таджиков. Но при этом много абсолютно непонятных символов из разряда сбитой лошади.

    Игра актеров действительно не впечатляет. Нельзя сказать, что она плохая, но и ярких моментов нет. Разве что дочь Катя.

    Режиссура — скорее напрягает, чем радует. Очень много пустяковых и затянутых кадров. Показы квартир, ворон, дороги Елены и многое другое. При этом непонятно, ЗАЧЕМ так долго.

    Но самый большой провал — это отсутствие музыки! Одна композиция за весь фильм и перелистывание радио, занимающее 1 минуту сюжета… а всё остальное время мы слушаем тишину. Потому что актерской речи тоже не так много.

    Возможно, что при наличии хоть какого-то музыкального фона, даже затянутые сцены протекли бы незаметно, но нет.

    НО при всём при этом, лично я не могу сказать, что фильм плохой. Он просто сыроват. Как будто не готов еще. Как будто хотели приготовить вкусный, красивый, ароматный пирог, а угощают нас тестом. Пускай и хорошим, но тестом.

    6 из 10

    27 октября 2011 | 00:43

    Первое, о чем подумалось, когда на экране появились герои, — любви нет. Есть помещение, в котором на хозяйские деньги сделан безликий евроремонт. Видно: вот тут под кирпичик, тут паркетик, а синенькая плиточка — но это ничего не говорит о хозяине. И это, конечно, трагедия, когда к концу жизни человек так и не наполнил свое жилище собою, своим личным отношением, мелкими говорящими деталями.

    Любви нет. 10 лет вместе, 2 года женаты, спят порознь, общаются с телевизором, каждый — со своим. Поэтому единственное, что супруга может выдавить из себя с утра, будя мужа, — «вставай» и по-товарищески потрепать его за ногу.

    Я не согласен с параллелями с «Собачьим сердцем», мол «шариковы теснят преображенских, наше время». Владимир с Еленой это никакая не высоколобая профессура, а образцовое мещанство и филистерство, «дурное семя», выражаясь словами дочки главного героя. Так что два мира, противопоставленных в картине — мир помещений с евроремонтом и хрущовок без оного — вполне друг друга достойны.

    А дело все опять же в отсутствии любви. Герои ничего не терпят, не смиряются. Отчим Владимир не в силах расстаться с определенной суммой в пользу павнука и видит в этом воспитательный момент. Родная бабушка малолетнего оболтуса и его родители не могут смириться с тем, что халявы для их чада не будет, а будет армия, хотя, казалось бы, туда ему и дорога — парень бестолковый и крепкий.

    В этой связи нелепая и в какой-то степени даже комичная смерть Владимира совсем не ужасает. Квартира без него совсем не опустела, а даже наоборот. А потом рассчитывать, что у обиженной женщины с соседней кровати с воспаленным материнским инстинктом дрогнет рука, весьма неблагоразумно.

    В общем, мрачная, мрачная картина. Я, правда, ожидал от режиссера и его сценариста большего почему-то, не знаю. И, тем не менее, фильм удался. Отличная заявка на будущее и Канны, конечно, не зря.

    И еще теперь все знают, что с помощью «Виагры» можно вершить чуть ли не государственные перевороты.

    8 ноября 2011 | 02:41

    Глубоко впечатлена фильмом «Елена». На протяжении всего просмотра не покидает ощущение полного присутсвия в реальности героев, идеальные кадры, ни одного лишнего слова в репликах героев, ни одной несущественной детали (сбитая белая лошадь на переезде, отключение электричества во время застолья, каналы, которые смотрит Елена и т. д.) Каждый предмет не только интерьера, но и одежды даёт заочную исчерпывающую характеристику каждому персонажу, вплоть до рисунка на постельном белье. Удачно применён приём контраста и сопоставления: дом Елены и Владимира — жилище сына, свеча за здравие — убийство, трепетное отношение к внукам — холодный расчёт при заметании улик; любопытно сопоставить сына Елены и дочь Владимира.

    Сюжет довольно прост: материнский инстинкт толкает Елену, даму в возрасте, с глазами преданной собаки, на преступление, однако поступок её воспринимается не как геройство, сочувствия к этой женщине нет. 10 лет совместной жизни с рассудительным, знающим цену труду, человеком не добавили ей ума: как была сиделкой, так, по сути, ею и осталась. Вырастила сына-планктона, нашла тысячу оправданий его убожеству и продолжает в том же духе влиять на воспитание внука. Налицо ограниченная «философия» мещанства: есть мы, а есть богатенькие; «вот жмот», как сказал её сын в адрес Владимира. Таким, как Елена и её родня, вполне хватает тёплого сарая и корыта перед носом, они дальше будут размножаться, жрать и жаловаться на обделённость. Вечная мечта о равенстве, о том, как «последние станут первыми» будет греть самолюбие, а о том, что первые места надо ещё заработать, мысль не шевельнётся, куда удобнее на всём готовеньком: будь то мама с большими сумками или деньги из сейфа мужа.

    Больше сочувствия вызывает Катя, дочь Владимира, однако и с ней не всё ясно: востра на язычок, не жалует родителя вниманием, однако с удовольствием живёт за его счёт. «Гнилое семя» — звучит из её уст как приговор.

    Фильм в достаточной мере обнажил социальный, экономический, духовный кризисы общества; тут вам и проблема «отцы и дети», и «булгаковская» Москва и откровенная достоевщина. Мещанство — бездонная бочка, сколько в неё не кидай, всё равно пуста будет, и да, те самые, на «верхушке», действительно право имеют решать, кто достоин куска их хлеба, а кто нет.

    10 декабря 2011 | 02:30

    Я очень люблю работы А. Звягинцева — они добротно сделаны, имеют свой стиль, собственные, неповторимые оттенки происходящего и главное — в них есть цельность операторского и режиссерского искусства (что, например, отличает работы С. Кубрика).

    Многим этот фильм не понравится с первых минут: слишком мало действия, слишком медленная смена картины.

    Но именно гончаровская стилистика детализирования вводит нас не просто в кино: она позволяет влиться на несколько десятков минут в жизнь полотна и понять, что это не зарисовка, не даже уже созданная картина — это именно жизнь как она есть.

    Конечно же, здесь важна мотивация сторон, их сущность, их взаимодействие и, быть может, не столь важен сюжет, потому что его заменяет история бытности одной семьи. Но все это вторично и сущностно лишь для киноведов и кинокритиков, но не для зрителя.

    Кино Звягинцева от «Возвращения» и через «Изгнание» вводит нас в ритм «Елены»: оно раз за разом доказывает, что оттенки, прорисованные с нужной точностью, дают намного больше, чем постоянный экшн, за полтора-два часа которого герои пересекают Земной шар вдоль и поперек.

    И именно эта монотонность развития от кадра к кадру — очень напрягает современного зрителя.

    И именно она заслуживает отдельного, отрешенного, взгляда и понимания.

    И именно в ней сокрыта сущность картины.

    Все остальное — игра актеров, работа камеры, гримеров, повторюсь еще раз, — все сделано добротно.

    Но это именно тот случай, когда существует нечто цельное и монолитное, что нельзя потрошить, разбирать, разделывать, убивая общность.

    Это редкая и очень своеобразная картина. Это ее плюс. Это ее минус. К ней нельзя привыкнуть: если Вам не нравится живопись — Вы можете стать искусствоведом, но так и не полюбить нутром то, о чем говорите ежедневно.

    Здесь все то же самое. Это кино — анализ не просто души, а совокупности душ. Поэтому и воспринимать его только рационально невозможно.

    9 из 10

    за достойное продолжение собственной линии режиссера А. Звягинцева.

    8 ноября 2011 | 19:12

    Несмотря ни на что, я искренне верю, чувствую, наконец, что все безобразные и подлые поступки обязательно наказываются.

    И Елену, главную героиню фильма, рано или поздно ждёт наказание и разочарование. Её эйфория по поводу «и последние станут первыми» закончится. В лучшем случае она вернется в свой «рабочий квартал». А в худшем она получит свою порцию яда от своего же никчёмного сына или внука, который пока ещё маленький, но он обязательно подрастет и наверняка станет копией своего отца. Преступление Елены по отношению к своему мужу оправдать невозможно. Как и невозможно оправдать то, как она продолжает беспристрастно жить, спокойно совершая свои ежедневные традиционные дела.

    После просмотра испытываешь совершенно тягостные ощущения безысходности. Но ценно в этой картине то, что каждый зритель всё равно найдёт для себя что-то важное и ценное для своей души и жизни.

    В очередной раз Андрей Звягинцев совершенно четко показывает реалии нашего недоброго мира. И это необходимо. Ведь мы давно уже знаем, что в мире есть не только хорошие истории со счастливым концом.

    Но… Несмотря ни на что, я в хорошее и доброе! Я верю во вселенскую справедливость!

    Хочется отметить, как всегда, естественную, тонкую и очень талантливую работу изумительного актера Андрея Смирнова. Браво!

    7 ноября 2011 | 18:19

    Первый раз пишу отзыв о фильме, я просто не могу удержаться, хочу высказать свое мнение. Прочитав отзывы о Елене, решил сходить на него в кинотеатр. Фильм меня полностью разочаровал. Уже с первых кадров он меня уже начал напрягать. Начало фильма: показывают ветку дерева, проходит 1,2,3 минута картина не меняется, как будто оператор заснул и забыл выключить камеру. Я сосредоточился и думал, вот-вот сейчас начнется действие. Дальше стало еще хуже. Занудные, безмолвные, затянутые сцены, которые вообще непонятно что делают в этом фильме. О чем этот фильм? Непонятно! Надежда была только на развязку, что она хоть как-то вытянет этот фильм, но этого не случилось. Как фильм начался мрачно, скучно, неинтересно, так и закончился.

    До просмотра Елены, Звягинцев был одним из моих любимых русских режиссеров. Его фильм Возвращение просто потряс меня и я начал уже думать, что российский кинематограф жив. Но теперь я буду с осторожностью выбирать фильмы для просмотра, невзирая на престижные кинонаграды кинофестивалей и мнения критиков чего и вам желаю.

    Всем спасибо за внимание и приятного просмотра.

    18 октября 2011 | 23:05

    Трилогию Андрея Звягинцева о семье давно пора признать наиболее качественной трактовкой сущности идеи взаимодействия между людьми в рамках иллюзорных традиционных институтов общества.

    И действительно одним из наиболее распространенных последствий любви, которая не успела завершиться, является ее оформление в виде брака. По количеству выстроенных иллюзий он почти ничем не уступает своей основе, а именно любви (хотя это основа в очень редких случаях).

    Уже третий раз этот гениальный режиссер показывает нам, что семья и в понимании отношений между супругами, и в понимании рождение и воспитание детей — это ответственность, к которой люди в принципе не готовы.

    Он объясняет, что для нас становятся важными новые ценности. Это — стремления к полному безделью, аморальности и лени, которое бы обеспечивалось деньгами других людей. Это отсутствие стремления к развитию вглубь нас самих. Оно заменяется стремлением к использованию близких и чужих. Это фундаментальная ошибка в основе мироздания.

    Навязанные массовой манипуляцией сознанием через СМИ, культуру, воспитание необходимость — это стремление к любви, дружбе (массовой), семье, счастью и другим выдуманным институтам лишение людей их интеллектуальной и физической свободы. Новые формы насилия.

    Многих и нас учили тому, что мы должны будем подойти в некой грани. Эта грань — ответ «да» на предложение из идеалистических фильмов, книг и песен. Но никто серьезно не подумал рассказать нам что каждого ожидает после ответа «да». Когда рутинность превратится в норму, свобода будет заменена узами ответственности, а время в незаметное удовольствие. Жизнь устроена так, чтобы превратить брак людей в ад, если они ментально и материально не готовы к нему.

    Сколько можно жить настолько шаблонно? Жениться для окружающих, для родителей, для обеспечения своего материального существования, для лечения одиночества собственного болезненного и несчастного «эго». Навязанный нам воспитанием, идеологией, религией, кинематографом, книгами стереотип. Нелепое вечное обещание, которое никто не может исполнить, поскольку может измениться уже на следующий день. Ведь отношения между людьми — это соотношения на двух числовых индикаторах, которые меняются каждый день.

    А что дальше? Ребенок рожден для удовлетворения собственных современных или будущих потребностей, материальных, психологических или духовных. Ребенок рожденный в неполноценной семье и вырастет неполноценным, потому что запрограммирован на реализацию цели к которой по своей сущности он не может иметь отношения.

    Так мы и живем. В идеалах передач «Малахов +», «Контрольная закупка», «Пусть говорят», «Давай поженимся». Они и есть шум черной драмы вокруг.

    Дочь говорит отцу: «Безответственно — это автоматически плодить себе подобных, сознательно больных и обреченных, ибо их родители сами мягко говоря больные и обречены. И делать это, руководствуясь тем, что все так делают, потому что в этом есть как бы высший смысл, что нам не дано знать. Потому что мы всего лишь исполнители какой-то высшей воли. Говно не может быть не вкусным, потому что миллионы мух не могут ошибаться.»

    Именно сквозь призму этих идей режиссер невероятно точно наносит удар в сердце стереотипов сознания и не вмешиваясь со своим мнением иллюстрирует чистоту мысли и восприятия такого стереотипного парадокса как организация коллективной жизни современной семьи.

    9 из 10

    30 декабря 2012 | 17:49

    Рецензия на фильм Елена. Старикам здесь не место.

    После просмотра столь сильной картины, у меня остался горестный осадок еще на следующий день, Звягинцев максимально показал нам жестокость и бездушие бытовых ситуаций, каждый думает о себе, но в этом можно выделить Елену, так как она совершила такой тяжкий поступок ради своей семьи, точнее даже не семьи, а племени канибалов, так выглядит современная жестокость, где чаша весов денег сильно склоняется над человеческой жизнью. Добро пожаловать в реальный мир, имеет место лишь алчность-двигатель человеческого прогресса.

    Вспомнить момент роковой разговор Володи и Елены, после которого последняя быстро сообразив что нужно сделать для того чтобы забрать себе всё, наследство и квартиру. Какой человек может так хладнокровно принимать столь жестокие меры? Только тот у кого в генах похожий склад ума, у таких людей мозг при критических обстоятельствах выдает именно такие решения, которые приняла Елена, яблоко от яблони, я уверен что так поступила бы не только Елена, но и вся её семья. Володя в гробу перевернулся бы, увидев эпизод раздела имущества, где даже его любимая дочь не колеблясь посе «трагедии» моментально вспоминает где находятся его деньги. Ужасно осознавать то в жизни всё так и есть, пока не наступит тот самый критичный момент, не вычислишь кто на твоей стороне, а кто на стороне твоих денег. С другой стороны во всем может быть повинен и менталитет людей, в момент когда на кону стоят деньги, люди просто теряют голову, и деньги напрочь затуманивают разум.

    Перейду к ролям, для себя я могу выделить дочь Володи. Такая конкретность и прямолинейность в совокупности с пессимизмом с долькой реализма очень подошла ей к лицу, с её стороны это всё выглядело естественно, что мне больше всего и понравилось. Следом на пьедестале стоит Елена, она качественно передала все свои эмоции, хотя никого не удивишь умением делать «бровки домиком», показывая свои эмоциональные переживания, Елена просто справилась с ролью на отлично. Далее на третьем месте теснится всё остальное отродье Елены, мне очень понравилось сравнительная черта, которую Звягинцев провел между отцом и сыном, лишний раз доказав что гены передаются своим детям, лучше всего это наверное показал та сцена, где отец идет позвать сына к столу, а сам в итоге садится с ним играть в игровую приставку.

    Очень органично и натурально подошло музыкальное сопровождение, хотя куда только не подойдет классика, самый беспроигрышный вариант.

    А вот работа звукорежиссера не порадовала, мне не приятно было слушать шуршание пакета со скрипом пенопласта в тот момент когда Елена вставала с постели, конечно работа звукорежиссеров всегда оригинальна, но здесь это звучало не очень убедительно.

    И наконец работа режиссера, он как никто лучше смог передать реалии бытовых проблем, всё выглядит как нельзя хорошо, а главное очень убедительно и правдиво, про сценарий скажу тоже самое, и добавлю что он оригинален, именно оригинален, я могу тысячу раз повторить это слово и мне не надоест, так как в последнее время для меня в кино самое важное это оригинальность, так как сейчас имеют место только экранизации книг, приквелы, сиквелы и самое ужасное — ремейки, люди ничего нового не снимают, а это пугает. Возможно это из-за того что велик риска провала фильма по кассе, людям нужны проверенные варианты, беспроигрышные. Еще стоит понимать что всё кино уже снято и все песни спеты, сводясь к тому что очень сложно придумать что-то действительно новое, но такие работы как эта-фильм Андрея Звягинцева пропитывают меня надеждой на то что еще не всё потеряно.

    Напоследок хотелось бы сказать, что в жизни стоит обходить стороной таких как семья Елены, нужно вычислять и анализировать с кем поддерживаешь какие-то связи, если есть паршивая овца в стаде, то она как и в пословице, портит всё стадо, от генов никуда не деться, слишком велика вероятность того что люди в семьях одинаково хороши или плохи.

    3 июля 2012 | 09:55

    Омерзение.

    Чувство безграничного всепоглощающего омерзения хватает за горло практически с первых секунд фильма и не отпускает до последней минуты. После просмотра ощущаешь себя так, словно побывал в болоте. В грязном, вонючем и глубоком болоте.

    Фильмы Андрея Звягинцева, на мой взгляд, никогда не были жизнеутверждающими. Однако фильм «Елена» (2011) бьет все рекорды по количеству отчаяния, безысходности и тошноты на одном квадратном сантиметре кинопленки.

    Прочитав аннотацию перед просмотром, я составила для себя определенную картину происходящего: богатый муж-жмот, не до конца отпустивший прошлый брак, его избалованная донельзя дочь, чья жизнь вертится вокруг модных тусовок и дорогих магазинов и Елена — несчастная женщина, которая с годами стала восприниматься мужем как домработница.

    Однако почти с первых минут ты понимаешь, что все не так — достаточно всего лишь увидеть сына Елены — сорокалетнего неудачника, который, похоже, считает, что работа для лохов, а предназначение истинных аристократов — в распитии пива на диване. Он, не гнушаясь, берет у матери деньги (на новые бутылки, видимо), успевая попутно строгать бесконечных детей, средства на образование которых строгать он почему-то забывает. Сергей искренне убежден, что Владимир — богатый муж Елены, его отчим, обязан оплачивать ВУЗ его детям: в частности, Саньку — быдловатому парню, у которого, похоже, никаких стремлений в жизни нет (еще бы, такой восхитительный пример перед глазами!) Однако методом простых математических расчетов мы понимаем, что Елена и Владимир (которые в браке около 10 лет) познакомились тогда, когда Сергею было уже 30, а то и больше. С малых ногтей, как видим, Владимир его не воспитывал. Духовной связи между ними, думаю, возникнуть не успело. Он для Сергея действительно «чужой дядя», как замечает сам Владимир. Так какого черта он должен выступать в роли спонсора для его семьи?

    Однако Елена почему-то разделяет убеждения сына: она не понимает, как можно «зажать» для «внука» несколько сотен тысяч рублей на университет. Иначе парня заберут в армию! А там нынче «такооое творится»! Бабушка не знает, что внук ее за гаражами вытворяет более жуткие вещи. Малолетнего гопника чуть не убивают в одной из драк «район на район». Интересно, если бы его все-таки убили, куда бы Елена применила полученные тернистым путем средства на образование внука? Считаю, что Надежде Маркиной очень удался образ Елены — от ее вечно поджатых губ с опущенными уголками и пучка воротило уже минут через двадцать.

    Тошнит и от грязной квартирки Сергея и его жены, тошнит от самой жены, которая абсолютно опустилась, сдалась, даже не попытавшись выбраться их болота, в которое ее затянул муж (или они затягивали туда друг друга?) Однако жена Сергея, в отличие от него, не выглядит озлобленной. Просто создается ощущение, что она отупела. Отупела во время нескончаемых вечеров перед теликом и с пивом, отупела от бесконечных родов (фактически режим «конвейер»), отупела настолько, что даже голову помыть нет сил (или желания?).

    Единственными адекватными людьми в этом мире паразитов выглядят Владимир(Андрей Смирнов) и его дочь, Катерина (Елена Лядова). «Беспутная и бесплодная», — ехидно говорит о Катерине Елена, хотя уму ей стоило бы поучиться у дочери собственного мужа, которая мудра не по годам. Нам ничего не рассказывают о жизни Катерины: мы не знаем, работает она или живет на деньги отца. Однако у меня создалось ощущение, что она не принадлежит к той породе бездельниц, что живут, просаживая папины деньги. Невероятно радуют монологи Катерины: о «заводе» детей, лишь потому, что так делают все, о семьях, что зачинают детей, абсолютно не думая о последствиях (ну просто Сергей и его жена в чистом виде). Считаю, что образ Катерины воплотился в самом лучшем виде, котором только мог — в виде Елены Лядовой, как ивзестно, одной из любимых актрис Звягинцева.

    Несмотря на циничные разговоры, видно, что Катерина искренне и глубоко любит своего отца. Ее скромные слезы на похоронах Владимира выглядят в сто раз трогательнее, чем театральные завывания и всхлипы Елены (сигаретку в курилке агентства ритуальных услуг она ножкой довольно бодро раздавила после). Создается ощущение, что все душевные муки Елены (и как следствие — одно утро на диване) связаны лишь с тем, что она понимает: ее религиозной душе теперь уготовано теплое местечко в аду.

    Хочется отметить потрясающую операторскую работу (Михаил Кричман). Вот чего не отнимешь у Звягинцева, так это того, что операторов он подбирать умеет. Картинка целостная, четкая, все ракурсы настолько самодостаточны, что даже без текста нередко ясно, о чем хотел нам сказать режиссер или что сейчас произнесет герой.

    Владимир — успешный мужчина, добившийся всего собственным трудом, в одном из диалогов с Еленой замечает, что его дочь — особенная, поскольку рассуждает действительно довольно своеобразно. На что Елена злобно выдает: «Вы думаете, что вы особенные, почему? Почему? Только потому, что у вас больше денег и больше вещей?..»

    Нет, Елена. Они особенные потому, что никогда не будут оправдывать отупение, безответственность и лень. Они особенные, потому что у них в жизни есть стремления, самое крупное из которых, я подозреваю — не банка пива у телика под «Давай поженимся!». Они особенные потому, что несмотря на «портящие-всех-деньги» умеют любить не только за них.

    «Закон силен, но власть нужды сильнее», — сказал как-то Гете. Эту фразу в разных вариациях кричат и те, кто пытается оправдать Елену. Однако задайте себе вопрос: действительно ли в ее ситуации была нужда? Действительно ли найденный ею выход — оптимальный?

    Самое страшное заключается в том, что паразиты торжествуют. Они сидят на своих диванах, пьют чай и пиво, в то время как маленькие паразиты пока еще спят в кроватках, постепенно набираясь паразитического опыта у своих родителей.

    Неужели выхода нет? Неужели выживут те, для кого подлость — стиль жизни?..

    7 июня 2015 | 20:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Что означает глобальный приток женщин-режиссеров и женщин-продюсеров в наше кино? Есть ли в номинации на «Оскар» «Левиафана» и участии семи российских картин в программах Берлинале хоть капля политики? Почему Восточная Европа сейчас в тренде? И последует ли за бумом-2015 дефицит отечественных лент? КиноПоиск обсудил с программным директором «Кинотавра» Ситорой Алиевой главные тенденции в российской киноиндустрии. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World30 900 000
    2.ГоловоломкаInside Out30 105 000
    3.Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys28 700 000
    4.Супер Майк XXLMagic Mike XXL11 600 000
    5.Третий лишний 2Ted 211 000 000
    03.07 — 05.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    200.Золотая лихорадкаThe Gold Rush8.112
    201.Гарри Поттер и философский каменьHarry Potter and the Sorcerer's Stone8.111
    202.Гарри Поттер и узник АзкабанаHarry Potter and the Prisoner of Azkaban8.108
    203.ЗнахарьZnachor8.107
    204.Завтра была война8.107
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.84%
    2.Рок на ВостокеRock the Kasbah97.11%
    3.ВозвращенецThe Revenant97.04%
    4.5-ая волнаThe 5th Wave96.44%
    5.Отряд самоубийцSuicide Squad96.31%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Улицы в огнеStreets of Fire8
    ПомпеиPompeii156
    Отель «Гранд Будапешт»The Grand Budapest Hotel244
    Шлагбаум4
    Смертельное оружие 2Lethal Weapon 221
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator Genisys6.905
    Третий лишний 2Ted 26.335
    ГоловоломкаInside Out8.461
    Мир Юрского периодаJurassic World7.153
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL6.620
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    премьеры