всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (5227)
ожидание: 94% (685)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7137 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Давно и с нетерпением ждал новой картины Звягинцева. Правда, после прорыва «Возвращения» и откровения «Изгнания» боязно было, сумеет ли режиссёр удержать однажды заданную планку. Награды Сандэнса и Канн одновременно и успокаивали, и подогревали интерес. Наконец-то картина в прокате. Что же мы видим?

    «Елена» — это Звягинцев, но Звягинцев новый, изменившийся, но оставшийся прежним. В фокусе внимания режиссёра по-прежнему семья. По-прежнему изумительной красоты кадры, обилие статичных сцен и неторопливое повествование. Снова трагедия, снова смерть и снова нелюбовь героев друг к другу. Однако, если действия «Возвращения» и «Изгнания» происходили как бы везде и нигде, всегда и никогда разом. То в «Елене» мы видим чёткую привязку к столице России наших дней. Нет Константина Лавроненко, «воплощения мужественности», исполнителя главных ролей прошлых лент. Центральной фигурой здесь является женщина — актриса Надежда Маркина.

    История, рассказанная в ленте, до ужаса тривиальна и до безумия бесчеловечна. Бесчеловечна не только потому, что жестока, но и потому, что людей в ней действительно нет. Все герои картины, как мудро замечает кто-то из них, — это «недочеловеки», плоды «гнилого семени».

    Владимир, персонаж Андрея Смирнова, принадлежит к власть имущим, к элите нашего мира. Он скуп, так как знает цену деньгам, жесток, рассудителен, самоуверен. Его жена, она же прислуга, Елена — из «низов», что не наделяет её добродетелями. Пусть она скромна, покорна, безропотна. Это лишь маски, актёрство, мнимое и временное смирение с ролью раба. Пусть грошовую пенсию она незадумываясь отдаёт своему безработному детине от другого брака. Но в решающий момент она способна преступить самую крайнюю черту, совершить тягчайший грех. Её сын — здоровый мужичина, умственно задержавшийся в развитии на стадии десятиклассника. Он целыми дням сосёт пивко, плюёт с балкона, ждёт денег от мамы, ну, и соответствующим образом воспитывает сына, успешно лепя своё подобие. Жизнь дочери Владимира — тоже от другого брака, — столь же бесцельна. Деньги, присылаемые отцом, конечно, совсем не те, что пенсия Елены, но это не меняет паразитической сути её существования. Единственное её преимущество в том, что она умна, умна достаточно для того, чтобы играть словами в ответ на идиотизм происходящего вокруг.

    Герои живут в разных материальных условиях. Одни с роскошеством в элитных домах в центре Москвы, с видом на Храм Христа Спасителя. Другие — на грани бедности в пригороде, в шаговой доступности от ТЭЦ. Однако, все эти люди одинаковы. Условия их жизни не меняют их сути. А суть их в том, что все они одинаково пусты. Когда Елена взволнованно обращает к Владимиру библейское пророчество: «И последние станут первыми» — она ошибается. «Последние» не станут «первыми», так как «первых» нет, здесь все «последние». Деньги, власть не заполняют духовного вакуума, не развеивают скуку и не сближают людей. Здесь нужно какое-то другое лекарство, оно хорошо известно, но как и в прежних фильмах Звягинцева, герои его не находят, они не задумываются о нём, даже когда (неоднократно) говорят о нём. Слово «любовь» ни для кого здесь не имеет смысла, его истинное значение обесценено, подменено другими, чаще корыстными идеями и мотивами. Впрочем, мотив у персонажей во всех словах и действиях один. Борьба за выживание, за существование, ассоциирующаяся с обладанием деньгами. Законы в подобном деле, как водится, жестокие, а если где-то более сильные и способны помочь слабым, то это не помощь, — это медвежья услуга, поощрение паразитизма, подкармливание «гнилого семени».

    Самое страшное в картине то, что она сверхобъективна. Авторы ни намёком не высказывают своего отношения к героям. Они просто показывают всё «как есть». И с этим «как есть» зрителю тяжеловато будет не согласиться. У нас и вправду всё так, от исписанных гадостями подъездов, до гадких мыслей людей, находящихся по разные стороны социальной пирамиды. Объективизм этот усиливает звучание картины в духе приговора, приговора всему современному российскому обществу, от бедных до богатых, от старых до молодых, от образованных до невежд, от элиты до масс. «Куда идём мы?» — вопрос, не покидающий меня после просмотра «Елены». Над ответом стоит подумать, картина Звягинцева настойчиво убеждает нас в такой необходимости.

    10 из 10

    13 октября 2011 | 03:40

    Решил посмотреть этот фильм полностью — ранее я уже его видел, но на перемотке. Как, впрочем, и остальные его «шедевры» этого режиссёра. Шаг этот был обусловлен чередой мнений знакомых, кои представляют для меня интерес.

    Сюжет

    Сюжет повествует о взаимоотношениях пожилой семейной пары и убийстве ради материального благополучия. По-хорошему история тянет на 10-минутную короткометражку, либо короткую новеллу в каком-нибудь альманахе. Никакой морали, фабулы или конфликта не обнаруживается — просто констатируются действия персонажей.

    Сценарий

    Слабость сценария логично вытекает из бессодержательного сюжета таким образом, что все существенные детали можно вместить в 2 абзаца синопсиса. Тут следует оговориться, что такой сценарий является концептуальным продолжением задумки фильма вообще — это чисто фестивальный проект, рассчитанная на лениво рефлексирующих европейцев, предпочитающих подобную продукцию.

    Режиссура

    Опять следует оговориться о маркетинговой составляющей проекта, рассчитанного на европейского любителя чернухи. Собственно вся режиссура сводится с нарочитому удлинению планов со сториборда. Нет работы с образами, с повествованием — всё получилось формально и условно. Специально отмечу, что присутствуют планы продолжительностью более минуты, которые не имеют никакого смысла. Удобный приём для «серьёзных» режиссёров по наматыванию хронометража и уменьшению производственного бюджета, что в свою очередь понижает планку входа на рынок (впрочем, применительно к Звягинцеву стратегия выхода на рынок — уже не актуальная тема).

    В целом ничего выразительного или примечательного в режиссуре нет, скорее проступают её недостатки, когда собственно режиссура подменяется сомнительными объяснениями в кулуарах и мифами в прессе. Очень рельефно проступает недостаточная работа с образами и деталями. Вставка бессмысленных, либо затянутых планов, когда уже нет ни событий, ни персонажей, тоже чести создателям не делает. Единственный объективный плюс Звягинцева — умение делать цельный продукт, а не абстрактный образ этого продукта. Хотя здесь речь идёт уже скорее о продюсировании, нежели режиссуре. С учётом современного состояния российского кинематографа — это уже можно считать достижением. Мда..

    Актёрская игра

    Из всех персонажей можно отметить лишь воплощение образа избалованной дочери богатого отца — Катерины. Получилось вполне живо, местами весьма точно сыграно. Актриса в этом амплуа выглядела вполне естественно и гармонично и отыграла роль ровно, без провалов. Это хорошо.

    Остальные персонажи — абсолютно пластиковые, не имеющие ни характера, ни эмоций. «Говорящие головы» — это, как известно, — моветон..

    Операторская работа

    Уверенная операторская работа известного специалиста. Лаконичная, но точно разворачивающая мезансцену. Традиционные ходы: длинные средние планы, реверсы и немного движения камеры. Всё классически, аккуратно и без неожиданностей.

    Из минусов следует отметить несколько промахов по фокусу на крупном (!) плане. Это не хорошо. Понятно, что ограниченный бюджет не позволяется избегать подобных технических накладок. Однако, как говорится: дорога ложка к обеду..

    Общие впечатления

    Очередная синтетическая история с очередными синтетическими персонажами. Забавно, что реальная жизнь куда более непредсказуема и безумна. Достаточно просто быть наблюдательным и смотреть по сторонам. Режиссёр же по натуре интеллигентный интеллектуал, кои всю нашу историю были далеки от реалий..:)

    Однако уж если уж взялся за гуж, не говори, что недюж

    --

    На мой взгляд, вся «популярность» и «актуальность» данного фильма зиждятся на личной харизме и обаянии режиссёра. В жизни он очень воспитанный и приятный в общении. Однако у меня нет ответа на закономерный вопрос: что хотел сказать режиссёр? Всякое произведение содержит хоть какой-то посыл или субъективное мнение автора. Здесь же нашему вниманию предлагается просто технически грамотный видеоряд. Это актуально для реалити-шоу, но не для кинематографа. Подобные истории мы каждый день видим в новостях, теле-шоу и т. д. 

    Допускаю, что при иной подаче этого же материала фильм производил бы иное впечатление, а фабула имела бы реальное содержание. Собственно, в умении добиться такого эффекта, впечатлений и заключается искусство режиссуры.

    2 из 10

    19 августа 2012 | 19:35

    Этот фильм значительно испортил настроение мне с утра. И поэтому я не могу удержаться, чтобы не написать отрицательную рецензию. Кстати, пока единственную. Что очень странно.

    Начнем с того, что Звягинцева я очень уважаю. Правда, с самого начала я чувствовала, что «Елена» мне не понравится. Начнем с актеров. Совершенно безликих. Мой любимый Андрей Смирнов здесь лишен всяческого обаяния. Сама Елена — ну совершенно никакая. Как и вся ее родня. Лишь дочь Катя имеет какой-то характер и линию поведения.

    Дальше, в описании к фильму сказано «он относится к ней скорее как к служанке, чем к жене» — что совсем не читается при просмотре. Да, у них однообразная жизнь, они существуют по отдельности, всем вроде бы как комфортно. Конечно, Елена жертвует собой во благо семьи сына, но никакого прислужничества, кроме завтрака и одергивания штор я не заметила. Среднестатистическая женщина в день работы по дому в 3 раза больше выполняет.

    Ну в общем, фильм тянется тоскливо и серо. Модная, глянцевая картинка. Никакого русского колорита. Элита как элита. Быдло как быдло. Звягинцев демонстрирует нам весь популярный контент Первого канала. И если поначалу это забавно, то под конец уже непонятно — зачем?

    Музыка Филиппа Гласса — абсолютная неудача. Это мрачное нагнетание атмосферы, когда ничего не происходит, и Смирнов плавает в бассейне в течение трех минут… Ежу понятно, что с ним что-нибудь случится.

    Фильм вообще безобразен огромным количеством ненужных деталей! Взять хотя бы тот же спортзал — женщина на тренажере, на которую заглядывается Смирнов — что демонстрирует? Есть еще порох в пороховницах? Мы и так это поняли, когда он потащил Елену в постель.

    Дочь Смирнова, и вообще вся эта линия их отношений, — дурная. То эта Катюша огрызается, то обнимается с папкой, потом на похоронах слезу роняет, на диване валяется в душевном расстройстве, а на разделе имущества снова в образ стервы входит. Зачем это нужно и кому? Она говорит о наличных деньгах в сейфе, которые Елена уже сыну понесла, и все это вскользь, лениво… Куча каких-то моментов, которые ничего не значат и ни к чему не приводят.

    Особенно прекрасна сбитая поездом белая лошадь. Что ЭТО??? Невинная жертва в лице Смирнова?! Или в лице Елены? Какой-то поверхностный, глупейший символизм.

    Ну и жирную точку ставит конечно тусовка этого пацана Саши, которого едва не убили. И почему, кстати, не убили? Это несло бы хоть какую-то мораль. А так весь эпизод драки — коту под хвост.

    Да и весь фильм туда, под хвост. Кто там что писал про Россию-матушку? Увольте. Нет здесь никакой России.

    А про то, что это фильм про пенсионеров и для них? Я попала на льготный сеанс в художественном, где весь зал был из таких вот пенсионеров. И поверьте, их лица выражали все, что угодно, кроме положительных эмоций.

    4 октября 2011 | 19:20

    Невозможно жить хорошо, если вы из разных слоев. Невозможно! Совершенное отсутствие понимания. И каждый защищает и отстаивает только свою сторону, это естественно. Но блин! Меня коробит от этих плевков в сторону этих «в трениках». Хотя все правда. Но смысл их ругать? Ничего не изменится же. Они не встанут и не пойдут никуда. А как сделать так, чтобы быдло превратилось в человека? Телевидение — их канал. Вот там-то и надо пропагандировать действие. Опять же тот же «Малахов+» — супер-позитивная программа, однако же все тупо сидят, смотрят и ничего не делают из того, что он говорит. Замкнутый круг получается. Горбатого могила исправит?.. а ведь все эти люди имеют свои суждения и о правительстве, и о богачах.. да обо всем! Откуда у них это нищенское суждение? Гены, привычка поколений? Еще крестьянская? скорее да. Тогда это псевдоосвобождение крестьян было просто фуфлом, ведь в сознании ничего не изменилось! Большинство россиян крестьяне до сих пор! И жить они будут как крестьяне, не осознавая того, что они не свободны. Как показать им, что они тоже могут зарабатывать большие деньги? без понятия. Ведь барины тоже остались.

    О, это вечное разделение! И каждый варится в своей каше и осуждает того, кто не из его касты. Я не говорю о том, что надо всех уравнять. Нужно людей мотивировать! А быдло уже давным-давно не мотивировано ничего делать. Оно не живет, а проживает-доживает. Вспомнила фразу «пенсионный возраст официально называется возрастом дожития». Нас правительство так и воспринимает! Вошки, стадо. «Мы тут всё решим, а вы живите в серости, мраке, преступности. Сами виноваты, мы-то знаем, что надо просто жопу поднять и что-то делать.» А что делать, черт возьми?! Люди привыкли еще со школы от-си-жи-вать жизнь! Школа-институт-работа. тоска! И не выбраться. Потому что и так места мало в хорошей-то жизни.

    Муж богатый! Нанял себе жену-прислугу! Он мог бы ее одеть хорошо, показать жизнь не крестьянскую, а достойную. Научить ее хоть азам интеллигентности (вспомни про гедонизм). Но он ничего не сделал. «Для меня существуешь только ты в отрыве от твоей семьи. Ты как прислуга. Больше меня ничего не интересует. Ты меня устраиваешь в таком образе, и мне наплевать совершенно, что тебя там волнует, какие у тебя проблемы. У меня своя жизнь, своя комната.» Что ж он ей отдельно от дома конурку не купил тогда?!

    Всем наплевать на проблемы друг друга. «У тебя проблемы? Cам виноват. Решай сам, помогай себе сам, ведь я сам себе помог.» И не важно, что как раз у таких ребят-бизнесменов есть связи например. Есть те, кто им поможет вообще-то! «Потому что он свой, а ты чернь. Ты жопа, которая вечно сидит дома и пьет пиво. А мы молодцы, красавцы. Чистенькие. Друг-другу поможем красиво и хорошо. И пофиг, что нечестным образом. Когда быдло «решает» свои проблемы, это заметно и осуждаемо. Когда же решает элита — это так и надо. Они заняты серьезным делом, всю черную работу, такую как «убрать» кого-нибуть, делают чужими руками, чтобы не запачкаться, а потом осуждают их же.

    Этот конфликт бесконечен. Пока «крестьяне» не захотят что-то менять, а «барины» не захотят им в этом помочь (не деньгами даже, а советом, продвижением). Недостаточно простой фразы «Надо действовать». Недостаточно! Обеспеченные люди знают как делать и что делать, но не говорят, молчат! «Мы всего добились сами». Сам за себя. Так и сидим в болоте, лезем по головам, топя других, пока кто-нибудь не поднимется выше тебя, наступив уже тебе на голову! А те, кто вылез, стоят рядом и кричат: «Действуйте! Что вы барахтаетесь?! Кошмар в стране, развал, быдло одно! Болото.» Обсуждают, осуждают, снимают фильмы, пишут книги об этом. Это все, что они могут. Какое помогать? Ведь запачкают своей грязью. Так и живем.

    Насчет самого фильма, он отлично снят, что говорить. Атмосфера передана совершенно! Благодаря именно операторской работе и тому, что картина наталкивает на столько размышлений и суждений

    8 из 10

    14 ноября 2011 | 02:10

    Довольно приличная драма. Не шедевр, но придираться я считаю тоже не стоит, так как для русского кино это вполне себе заслуживающая уважения картина. О чем? Нет, не о русской действительности, а всего лишь о родительской любви, она сильна и слепа (оба героя не хотят видеть недостатки своих детей), а уж материнская любовь способна сворачивать горы и осушать моря и притуплять любые другие чувства, как это случилось с героиней. Я бы даже назвала бы фильм «Мать», а не «Елена», как бы банально это не звучало

    Фильм оправданно меланхоличен.

    Насчет неясного символизма: сбитая лошадь и отключение электричества в доме сына, это своеобразные хвосты несчастий и неприятностей, нагнетающие обстановку, события преследующие героиню после ее страшного поступка.

    Тем же хвостом является и избиение ее внука. Во-первых, хочется отметить, что хорошим операторским ходом была съемка трясущейся камерой, как-будто свидетель снимает на мобильник драку, этот момент порадовал. Во-вторых, мне кажется не я одна подумала, что внука ее избили в качестве судьбоносного наказания за совершенный Еленой грех, но нет, эта драка является «пинком напоследок», своеобразным прощанием мальчика с заМКАДовским хулиганским существованием.

    В общем, подводя итог, скажу, что кинокартина вполне достойная и неплохая.

    29 октября 2011 | 17:26

    Парадоксально, но нет большей кары для человека, чем общественное признание. 47-летний Андрей Звягинцев снял всего три полнометражных фильма, но его уже успели окрестить наследником Тарковского, одарить венецианским «Золотым Львом» и дважды пригласить в Канны. Вопрос сейчас не в том, соответствуют ли заслуги режиссера статусу. Статус всегда несет для художника опасность потерять собственную идентичность и стать именно что воплощением этого статуса: иными словами, для Андрея Звягинцева, на разные лады называемого гением и если не Толстым, то хотя бы Достоевским от кино, существует реальный риск принять собственную гениальность как данность. И его последний фильм «Елена» неожиданно становится тому тревожным симптомом.

    Конечно, «Елена» — без оговорок сильный фильм чуткого и умного режиссера, который одинаково умело владеет киноязыком, выстраивает драматургию и добивается пронзительной искренности от актеров. Вместе с замечательным оператором Михаилом Кричманом он выстраивает кадр с завидным перфекционизмом, за кадром же «Елена» поражает еще более несвойственной новейшему российскому кино точностью звукового решения. На этом оценок и пресловутых статусов, пожалуй, хватит — вопрос, как уже говорилось, не в них.

    Главное отличие «Елены» от предыдущих фильмов Звягинцева заключается в ее бытовой конкретности. Никаких вневременных островов, внепространственных деревень и условных ресторанов. Вот эта улица: Большой Кисельный переулок в самом центре Москвы, сосредоточие престижа и власти. Вот этот дом: портье, подземная парковка и просторная квартира на верхних этажах с двумя спальнями, тремя телевизорами, балконом, элегантной чистой кухней и автоматической кофемолкой. Вот, наконец, эта девушка, которая совсем не девушка, но простая русская баба Елена Анатольевна в серой кофточке и белой косынке с таким «своим», родным лицом и грустным, сочувствующим взглядом серых глаз. Каждое утро она просыпается, дожидается в кровати звонка будильника, выключает его, тяжело поднимается и переходит за туалетный столик, где привычным неторопливым жестом перед трюмо расчесывает и закалывает темно-русые волосы. Затем она направляется в соседнюю спальню, раскрывает шторы, как всегда легонько касается ноги под одеялом и произносит «Доброе утро», не дожидаясь ответа, уходит на кухню и не спеша варит кофе, пока из ванной доносится жужжание электрической бритвы. Завтракает, коротко и просто отвечает на вопрос о планах на будущий день, получает в кассе свои 30 тысяч рублей пенсии, едет в автобусе на платформу, оттуда в электричке добирается до ближнего Подмосковья, игнорируя призывные крики продавщицы журналов, а там, зажатая на узкой тропинке между угрюмой чащей и нависающей громадой ТЭЦ несет деньги сыну, энергично ступая по грязи…

    Повседневный быт своих героев Звягинцев прописывает вплоть до каждой детали и не жалеет времени на экспозицию, подчеркивая размеренность, спокойствие и какую-то подавляющую «нормальность» происходящего. По сути, проходит добрая пятая часть картины, прежде чем интрига трогается с места и звучит вопрос, становящийся для нее отправной точкой, да и тот подан ненавязчиво, как бы между словом: «Мам, ты поговорила с ним насчет Сашки? Ну а чего ты тянешь?»

    И весь дальнейший фильм предстает бесконечной цепью вопросов, ведущих от одной нормальности к другой. «Володь, ты поможешь Саше?» — нормальный отказ — «Почему я должен содержать семью твоего сына?» — нормальный поход в спортклуб — нормальный инфаркт — нормальное, хоть и первое в жизни посещение церкви — «Вам свечку за упокой или за здравие?» — «А кормить должен чужой дядя?» — «Какое Вы имеете право думать, что Вы особенный?» — нормальное убийство, нормальная кража, нормальное избиение. Нормальный Конец Света. Один из последних вопросов: «Это, наверное, во всем доме?» Один из последних ответов: «Во всем мире,…»

    Андрей Звягинцев не однажды рассказывал о происхождении «Елены» как части нереализованного международного проекта, посвященного теме Апокалипсиса, поэтому в таких переходах от конкретного к глобальному, казалось бы, нет ничего необычного. Тем не менее, финал фильма, напротив, наводит на мысли о том, что неожиданный уход Звягинцева в обобщения — явление подчеркнуто-национальное и прослеживается еще от классической литературы XIX века, титаны которой были непременно философами или даже учителями, а потому за каждой частной проблемой видели либо раскол поколений, либо вовсе крах мироздания. Неслучайно в лаконичной, но эффектной концовке камера Звягинцева запечатлевает каждого из членов семьи Елены, постепенно спускаясь от нее самой — воплощения старшего поколения — к свернувшемуся на постели мертвеца новорожденному младенцу. А рупором режиссерской морали неожиданно становится незаметный и не нарушающий привычной нормальности «герой» — телевизор, передачей «Давай поженимся!» укоряющий: «У вас в головах суета сует и пустота пустот».

    И тут вся картина приобретает совершенно новый оттенок. Через формально объективный подход Звягинцева к изображению своих героев и их мотивации начинает просвечивать его глубинная неприязнь к этим циникам, убийцам, лентяям, бездарям, мошенникам и ворам, которые, сидя утром перед трюмо, будто выбирают свой внешний «объективный» облик, на деле всегда сохраняя готовность совершить обыкновенное преступление, а после с жуткой верой в собственную непогрешимость защищать себя, будто молитвой (ведь настоящих молитв они уже и не знают), простыми словами: «Ты должна мне верить». Их истинное лицо останется в прошлом; на фотографиях, среди которых Елена, мучительно всматриваясь, ищет свое былое «Я», вроде бы радостное и светлое, но композиционно уже стоящее на грани между жизнью еще зеленого леса и медленным умиранием леса осеннего. И когда, несколько секунд спустя, смерть все-таки наступает, остается лишь оплакать потерянную Елену горькими слезами, а на следующее утро спокойно проснуться и вновь сесть перед трюмо.

    Звягинцев, безусловно, поддерживает образ скромного и тактичного режиссера-интеллектуала европейского толку. И подход к морали у него значительно менее навязчивый, чем у соотечественников — взять хотя бы сыгравшего в «Елене» главную мужскую роль Андрея Смирнова, чья последняя режиссерская работа «Жила-была одна баба» в своей критичности достигает почти библейского размаха. К притчевости в своих первых полнометражных фильмах был склонен и Звягинцев, однако во вневременных и внепространственных мирах «Возвращения» и «Изгнания» общие идеи режиссера были к месту и не теряли соответствующей философской отрешенности и необходимой абстрактности. Перенесенные же на предельную конкретность современной Москвы в «Елене», они тоже стали предельно конкретными и потому сжались до едких, пусть и в своей холодной вежливости не вульгарных, комментариев к нравственной апокалиптичности современного мира, в котором каждое новое поколение становится заложником пороков собственных и своих родителей. Но разве не в этом же мире, не в этой же самой Москве нулевых живет сам Андрей Звягинцев? И, стало быть, честен ли он перед самим собой, когда пусть и завуалированно, но предъявляет обвинения своему конкретному миру и своему конкретному времени? Готов ли он нести ответственность за такие обвинения?

    На этот вопрос каждому (Звягинцеву в том числе) придется искать ответ самому.

    14 декабря 2011 | 23:50

    Фильм хотела посмотреть с тех пор, как услышала его обсуждение в «Полкино». Но в кинотеатр сходить не получилось, пришлось ждать, когда же фильм появится в сети в нормальном качестве. Ну а когда наконец дождалась, получила не совсем то, чего, собственно, и ждала столько времени.

    С самого начала зритель сосредотачивается на картине, первые несколько минут глядя на практически неменяющееся изображение и прислушиваясь к звукам просыпающейся улицы. Это вызывает ощущение какого-то спокойствия, и приковывает зрителя к экрану. Затем мы постепенно, практически в полной тишине, за исключение звуков с улицы, сигнала будильника, текущей воды, наблюдаем за пробуждением главной героини, её мужа. И здесь сразу начинает казаться, что они не очень-то и похожи на любящих супругов: мало того, что спят в разных комнатах, так ещё и особой теплоты между ними не наблюдается. Вскоре после этого мы переносимся на окраину Москвы, в маленькую квартирку сына Елены и его семьи. Семью можно смело назвать неблагополучной, а потому желание Елены помочь вызывает лишь одобрение, а неблагодарность сына и — что особенно видно — внука вызывает антипатию к ним. Старшего внука приучают к тому, что он должен попить с бабушкой чая лишь потому, что эта бабушка может отмазать от армии и дать денег на поступление в институт. Через некоторое время после этого Владимир, муж Елены, попадает в больницу с инфарктом, после чего сообщает жене о своём решении написать завещание. Понимая, что её внуку и сыну ничего не светит, Елена решает предпринять отчаянный шаг. Шаг этот совершён не только из корысти и жестокости, но и из слепой любви к сыну, которая занимает первое место в жизни Елены. Он (шаг) вызывает осуждение своей жестокостью, непонимание своей необдуманностью.

    Ещё до этого поступка героиня Надежды Маркиной начала вызывать у меня антипатию. Её любовь к внукам и детям, поначалу выходившие на первое место в моём восприятии этой героини, со временем затеняются поступками, которые приведут к воспитанию моральных уродов. Да они уже, собственно, привели: старший внук уже превратился в бандита. Увы, в такой семье, где явно преступные намерения остаются безнаказанными, может вырасти ещё один такой вот «недочеловек», если младший ребёнок возьмёт все качества своего отца, старшего брата, бабушки и, возможно, даже мамы.

    Последние кадры построены на противопоставлении, на ярком контрасте. Старший внук Елены плюёт с балкона роскошной квартиры во двор, где играют в футбол гастарбайтеры. Создаётся ощущение, что эти практически бедные, особенно в сравнении с главными героями, люди гораздо счастливее этих самых главных героев. Гастарбайтеры свободны от того груза, который взвалила на себя Елена. Они не принесли несчастья многим людям, как та же Елена или её старший внук. Пусть они чужие в этой стране, но они свободны и чисты морально. А это главнее, чем роскошная квартира, доставшаяся такой ценой.

    Но в то же время возникает вопрос: почему гастарбайтеры? Где подростки, которые должны гонять мяч во дворе? Так же, как и внук Елены, плюют с балкона и бьют беззащитных? Проводят часы перед телевизором, за игрой в игровые приставки, за компьютером? Где они? Знаете, ведь это не только Россия. Это касается многих стран. А это самое страшное. Если молодёжь, будущее человечества, живёт так, как показанные в фильме подростки, то ждёт нас дальше?

    Несмотря на то, что картина вызывает противоречивые чувства, а вернее, из-за этого, я могу с уверенностью назвать Звягинцева гением. Удивительно прочувствовав и поняв проблему, ставшую основой фильма, он смог объяснить и зрителю её сущность, её последствия и, возможно, причины. Злободневная, раскрывающая недостатки многих современных людей, может быть, неидеальная, картина заставляет задуматься, а это уже большой плюс и даже можно сказать, редкость.

    30 декабря 2011 | 21:44

    Всю свою историю человечество занимается тем, что: вооружается, развивает науки, летает в космос и не перестает эволюционировать, забывая об одно, единственно верном — правильном и цельном воспитание потомства. Без этого никакой эволюции не видать человечеству как собственных ушей.

    В этом году уже второй артхаусный режиссер высказывается на тему конца света. И если Ларс фон Триер в своей малобюджетной «Меланхолии», отталкиваясь от личных переживаний, убивает человечество по средствам компьютерного столкновения планет, то Андрей Звягинцев за еще более смешные деньги и без привлечения специальных средств, рассказывает историю, идущую в никуда, на примере одной российской семьи.

    Сюжет повествует о жизни пожилой семейной пары. Владимир относится к Елена скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, безработный, который не может прокормить свою жену и двоих детей, они живут только на деньги, которые дает им его мать, у Владимира — дочь, богемная девушка, живущая на деньги отца.

    Владимир попадает в больницу с инфарктом. Там его навещает дочь, и ее визит меняет все. Выйдя из больницы, Владимир объявляет Елене, что он решил изменить завещание — все деньги получит его дочь, а Елене достанется лишь небольшая пожизненная рента. Скромная и послушная Елена решается на отчаянный поступок…

    Автор напоминает нам, что хоть старшее поколение и не без греха, большинство в молодости вместо того, чтобы заниматься детьми зарабатывали деньги, но если что были готовы пожертвовать всем и своими жизнями в том числе, ради них.

    Среднее поколение в картине штрихпунктирной линией делится на два лагеря: первый — иждивенцы (трутни) только и делают, что размножаются и существуют, не думая о последствиях и ставя себя выше остальных, считая, что им все обязаны, вторые — хоть и живут за чужой счет, считают, что сами родились ублюдками и не хотят продолжать свой род, чтобы не дай бог не появились на свет еще большие уроды. Как первые, так и вторые ведут население страны к тупику и вырождению.

    Младшее поколение, главное для которых получить от жизни по максимуму и отбросить «копыта» побыстрее, чтобы не дай бог мир не успел выставить им счет и правила взрослой жизни в нем. То есть тоже, не давая надежды на продление жизни на земле.

    Авторы на самых элементарных вещах показывают зрителю, насколько проржавело современное общество, и что от поколения к поколению большинство людей все больше и больше деградирует.

    Мастерски проработанная Звягинцевым тема отцов-детей, сразу помещает зрителя в специфическую и такую современную атмосферу фильм. Андрею Звягинцеву настолько точно удается с каждым новым фильмом все сильнее копаться в человеческих взаимоотношениях и чувствах, что сразу начинают вспоминаться: Даррен Аранофски, Дэвид Линч, Ларс фон Триер и другие классики артхаусного кинематографа.

    Операторская работа филигранна и сложна, оставляет после просмотра легкое и неугасающее послевкусие.

    К актерам не вообще никаких вопросов и претензий настолько веришь каждому их слову и движению.

    Композитор фильма создал к фильму небольшой музыкальный шедевр для ушей.

    Пожалуй, самый сильный и важный фильм программы «Арт-Мейстрим».

    19 августа 2011 | 03:20

    Бывают дни, когда ты понимаешь, что нужно что-то менять, нужно попробовать найти себя. Бывают серые дни, когда душа болит настолько сильно, что нет сил дышать. Бывает надоедают американские блокбастеры и хочется чего-то простого, ненавязчивого, душевного…

    Елена — одна из таких картин! Картина настолько умело снята и поднимает столько жизненно важных вопросов, что после просмотра кроме собственно сюжета в голове не остается ничего: ни актерской игры, ни качество монтажа, ни музыка… только лишь большая кучка мыслей. Елена прекрасно выполняет свою основную функцию, как фильма, она цепляет! И это удается ей в первую очередь благодаря реалистичности происходящего. Это было что-то похоже на крик души режиссера, который долго сдерживался и в конце концов решил свои чувства показать сквозь призму камеры.

    В картине есть все то, из-за чего не хочется жить, точнее отпадает всякое желание. Показана среднестатистическая семья, коих в стране огромное количество, и показано насколько деградировало в первую очередь общество, а уже потом отдельно взятый человек в целом и телевидение в частности. Показано наше будущее и наше настоящее. Оно ничем не отличается. Можно с уверенностью сказать, что дальше будет хуже… хотя казалось бы куда хуже? Нет, правда, я не хочу жить в обществе, которое смотрит передачи типо Давай поженимся и Пусть говорят… Идеально показана разница между предыдущим поколением и нынешним, причем сделано это так просто, на примере того, кто что предпочитает смотреть по телевизору или на примере того, что одни люди занимаются спортом и достигают в жизни нечто большего, а другие сидят на шее у родственников и только и делают, что пьют, дерутся и прожигают свои жизни откровенно бессмысленно. Самое страшное, что такие люди считают это нормой жизни…

    Деньги — еще одна извечная проблема, затронутая в фильме. Деньги — грязные бумажки, из-за которых тебя готовы убить самые близкие люди, которые буквально час назад клялись в том, что любят тебя. Поверьте, ситуация по духу близкая мне и я знаю о чем говорю. И если бы в любом другом «кино»(сказке) преступление бы преследовалось по закону, в жизни все иначе. Люди не только остаются безнаказанными, они еще и лишены совести, которая могла бы их наказать, причем сильнее, чем кто бы то ни было. Елена, которая совершила преступление, особо не горевала о своем поступке, я даже больше скажу: в ее жизни практически ничего не изменилось, даже стало чуточку лучше.

    Больше всего в этой истории жалко маленького ребенка, которого режиссер нам показывает перед финальными титрами. Этому ребенку, как и многим, страшно не повезло с родителями и можно с уверенностью сказать, что спустя годы он станет либо алкоголиком, либо наркоманом и подохнет на улице, как грязное животное. А на его место придут другие… как нам призрачно намекнул Андрей Звягинцев — гастарбайтеры, играющие в футбол, которые так и ждут момента, когда все русские погибнут. И это не за горами, если мы будем продолжать вести себя как скот, как стадо баранов.

    Браво Звягинцев! Хочется от души поблагодарить за такое смелое высказывание. А остальным хочется сказать только одно — любите своих близких, поскольку больше вам в этой жизни не на кого надеяться!

    10 из 10

    9 октября 2011 | 18:02

    Своим третьим фильмом «Елена» Андрей Звягинцев продолжает исследования взаимодействия полов в стремительно деградирующее время.

    Сюжет прост и описывается в одно предложения: жена, узнав, что ее больной муж собирается через завещание оставить всё своей дочери, специально дает ему не то лекарство, после чего естественным образом становится единственной наследницей немалых средств, которые в итоге достаются семье её сына. Вполне банальная такая история для заурядного детективного сериала.

    Но интересен не сюжет или мораль, а скрытые и неочевидные причины поступков, которые закручиваются взаимодействием мужского и женского начал, противопоставленных друг другу. Владимир — это целеустремлённость, здравомыслие, конкретность в суждениях. Елена, его жена — забота, доброта, покорность обстоятельствам.

    Казалось бы, вот она идеальная конфигурация семьи, пусть уже и не молодой. Но удачная комплектация взаимных качеств на старте не даст хорошего результата, когда каждый существует сам по себе, в своём обособленном мире, лишь изредка соприкасаясь с проблемами своей половины.

    Что же не так пошло в жизни у этих взрослых, уже пожилых людей?

    У Владимира дочь — избалованная деньгами и бездельем одинокая беспутная особа, прожигающая жизнь. У Елены — взрослый сын, бестолковый мужик, имеющий семью, где беременная жена и ещё двое детей, все такие же лоботрясы, сидящие на шее у матери, удачно вышедшей замуж в зрелом возрасте.

    Внимание в фильме в первую очередь сосредоточено на её семействе, как на наиболее типичной житейской зарисовке из жизни матери-одиночки. Но всё это без слезливого драматизма о горькой доле покинутой женщины, а о том, что такое на самом деле «женское воспитание» и что такое «материнская любовь» для молодого человека, и о том, как женщина своей опекой уничтожает в мальчике мужчину.

    В якобы цивилизованном обществе поддержка материнства, но никак не отцовства, сопровождается внедрением в сознание нормальности матерей-одиночек. Это в свою очередь недвусмысленно и фактически приводит к развалу семей и отодвиганию мужчин в процессе воспитании детей. И, как видим, доминирование женщин в воспитательном процессе, а женских ценностей в принципе, приводит к тому, что настоящие мужские качества, формируемые волей, разумом и ответственностью, подменяются пошлым потребительством — пивом, футболом по телевизору, житейской несамостоятельностью и т. п. 

    Практически каждая женщина в своем сыне желает видеть ребёнка всю свою жизнь. Даже отрастив бороду и пивное брюхо, он остается для нее малышом, нуждающимся в её кудахтанье. Однако выросшие женоподобные дегенераты будут понятны и привлекательны для женщин, воспитанных в таком же духе покорности и пассивного потребления, и легко смогут завести семьи и детей. Можем уже наблюдать череду подобных поколений.

    Это семья Елены, а что же у Владимира?

    Дочь Владимира, несмотря на то, что это ненатуральный пластмассовый образ, как будто взятый из тривиального телесериала, выполняет свою функцию, показывая женское окружение главного мужского персонажа. Глядя на дочь, нетрудно представить, какой была ее мать. Тем самым создается небольшая, но достаточно показательная, галерея портретов женщин, которыми окружал себя Владимир.

    Вероятно, успешный в своих делах (чем он занимается, правда, не совсем понятно), в обыденной жизни он не может обходиться без женщин, но, будучи зависимым от них, он не стремится их воспитывать, а просто содержит и пытается использовать для своих целей, но, как видим, безуспешно. Женщинами ценность такого мужчины легко просчитывается — она равна количеству денежных знаков, которыми он обладает.

    Несмотря на свой рационализм и житейскую суровость, он не самостоятелен, и, несмотря на свой возраст, является заурядным заложником в женских играх.

    Итог жизни мужчин, подобных Владимиру, предопределен. Какая-то женщина обязательно сделает с ним то, что сделала Елена. И в реальной жизни нередко приходится наблюдать, как мужчина, наработавший капитал в нынешней феминизированной среде, оказывается разоренным именно женщинами, перед которыми раболепно преклонялся.

    И Елена и Владимир провалили свою первую семейную жизнь, не сумев вложить в нее ни грамма истинной любви, ни родительской работы и ответственности. Их жизнь разная, но схожа самовлюбленным проецированием своих самых дурных и эгоистичных комплексов на детей.

    Люди не сумевшие создать свою семью, не познавшие любви, уничтожают всё живое вокруг себя, в первую очередь в своих детях. Финал материального благополучия Елениной семьи, цель которой не созидание, а паразитизм, понятен — недолог. Чужое, незаработанное, но принятое за своё, проедается моментально.

    А теперь, давайте, посмотрим на себя…

    И напоследок. Хочется верить, что однажды Андрей Звягинцев откажется от арт-хаусной чешуи и начнет снимать реально самостоятельное кино.

    9 из 10

    4 января 2014 | 13:27

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Андрей Мерзликин и в жизни такой — неравнодушный, воспринимающий все близко к сердцу. Я заранее понимал, что для „Дома на обочине“, где вся острота сюжета внутри человеческой души, где нужно прорабатывать тонкие психологические вещи, нужен именно такой актер... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    КиноПоиск ознакомился с книгой Александра Роднянского «Выходит продюсер», которая будет интересна многим любителям кинематографа, и пообщался с самим автором. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    120.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.232
    121.Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен8.227
    122.Свидетель обвиненияWitness for the Prosecution8.222
    123.АфераThe Sting8.220
    124.Брат8.218
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Магия лунного светаMagic in the Moonlight95.11%
    7.Исход: Боги и королиExodus: Gods and Kings94.89%
    8.БёрдменBirdman94.80%
    9.Кредо убийцыAssassin's Creed94.57%
    10.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.54%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    За все тебя благодарю 31
    За все тебя благодарю 21
    НойNoah293
    Последний король ШотландииThe Last King of Scotland64
    ГераклHercules9
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.531
    ГераклHercules6.350
    Домашнее видеоSex Tape5.814
    Король сафариKhumba5.861
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.683
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры