всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (6986)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 15378 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Ну конечно же, очередной фильм, сделанный по рецепту «чтобы дали». А поскольку за хорошее качественное кино сейчас, разумеется, не дадут, либо дадут негарантированно, а за тоскливую чернуху с натяжками и неувязками везде, где можно, и в целом высосанную из пальца, дадут с удовольствием, режиссер старается. При этом выглядит сытеньким и очень собой довольным на интервью с тем же Познером, поблескивая очочками и везде к месту и не к месту вставляющим «мы». «Мы» не понимаем, «мы» должны осознать, к чему «мы» пришли и пр. Сразу вспоминается диссидентишка из аксеновского «Острова Крым» — «да ведь как же мы все время лжем… как мы извращаем историю… да ведь Катынский лес это же наших рук дело… вот мы и сели в лужу… и сами себя и весь мир мы обманываем…» Причем особой причины диссидентствовать у этого м. ч. вроде бы и нет, но у него есть установка и заказ. Поэтому отрабатывает.

    Очень жаль, что мы так опустили собственную планку в той же Венеции. Если раньше давали за «Садко», «Морозко», «Попрыгунью» и «Анну на шее», то сейчас кроме унылой социалки показать, увы, нечего. Еще не смотрела «Фауста», но он, скорее всего, берет старательностью и масштабом, судя по трейлеру.

    В жестокой «Пианистке» нет ни одной фальшивой ноты, как нет и пустоты. У Феллини в самых печальных картинах присутствуют теплота, надежда, любовь и уважение к зрителю. В данном случае, да и практически в 80 процентов случаев в авторском кино — только амбиции автора, не более того.

    Вообще неплохо, когда к жгучему желанию получить орденок прилагаются совесть, талант и подлинное знание жизни.

    4 ноября 2011 | 05:56

    Елена. Пожилая женщина, неизвестным образом заарканившая богатого мужчину двадцать лет назад и живущая с тех пор за его счёт. Исправно готовит овсянку по утрам, стирает пыль с плазменных телевизоров, клянётся в вечной любви и скромно просит о материальной помощи своему потомству. Всю пенсию отдаёт бездельнику-сыну, печётся о судьбе гопника-внука и искренне радуется незапланированной беременности в семье, которая не может себя прокормить. В минуты душевных потрясений Елена ходит в церковь и ставит свечки, но когда манна перестаёт валиться с неба, эта женщина вполне способна нарушить все десять заповедей и повернуть ситуацию в свою пользу.

    Сергей, сын Елены. Мужчина, который не устаёт плодиться и размножаться, несмотря на то, что сидит весь день на диване в спортивных штанах и ни копейки в дом не приносит. С женой разговаривает отборным матом, воспитание сына заменяет вопросом «Ты уроки сделал?» и гневным ударом кулака по столу.

    Саша, внук Елены. Хочет откосить от армии, поступив в университет за чужой счёт. Досуг проводит за компьютерными играми и подзаборными драками. Знает два слова: «Чё?» и «Ну».

    Владимир, муж Елены. Добился всего сам, живёт с комфортом и некой скорбью по судьбе своей непутёвой дочери. Говорит справедливые слова, но слишком некстати умирает, оставив униженным и оскорблённым надежду на светлое будущее.

    Катя, дочь Владимира. Слишком цинична и пассивна, чтобы вызвать симпатию или что-то исправить. Резонёр авторского немого крика о том, куда катится мир.

    Андрей Звягинцев, режиссёр. Впал в мизантропию, но запретил себе распинать людей на кресте, поэтому максимально отстранился от происходящего и не позволил себе и слова осуждения. Мол, кому надо — и так поймут. Но все эти Елены, Сергеи и Саши, сидящие по другую сторону экрана, вынесут из картины одно — что будет и на их улице праздник. Что нищие духом любимы Господом, и каждая тварь заслуживает второго шанса. Что буржуи будут наказаны, а кто-то поднимется из грязи в князи.

    Сюжет как способ воздействия оказался куда сильнее, чем молчаливое презрение режиссёра со всеми его длинными планами и бытовыми деталями. На титрах хочется лезть в петлю. Хорошее кино должно воодушевлять и делать людей лучше. «Елена» же вызывает внутренне содрогание и желание сплюнуть.

    5 из 10

    1 июля 2012 | 21:05

    Отойдя от метафорических изысканий, обращённых к вечности, Андрей Звягинцев перешёл к проблемам сегодняшним и узнаваемым по атрибутике. Характеристикой героям его «Елены» просится расхожий оборотец «обычные люди». Обычный вальяжный богач женат на обычной нищей медсестре. И хоть женаты они не первый день, понимают друг друга с полуслова, но богач так и остаётся богачом, а нищая нищей. Раздельные спальни не виноваты. Пропасть отчуждения куда глубже и куда дальше. Демонстрация взаимоотношений пожилых супругов со своими (не совместными) детьми позволяет рассуждать о поколенческой преемственности, о непреодолимом классовом непонимании. «И последние станут первыми» говорит Елена супругу, а он, еле живой после инфаркта, смеётся.

    Война богатых против бедных в рамках бытовой обыденности — не новаторство Звягинцева, но в кинематографическом послании и нет напыщенности пророка от искусства. А ведь переиначенные тезисы Гоббса располагают к морализаторству. Нельзя сказать, чтобы без морали совсем обошлось, но мораль эта вытекает непосредственно из самого сюжета, суть которого — преступление. Преступление спонтанное, халатное и жестокое, не имеющее оправданий. Нутро интеллигента требует соответствующего наказания. Пусть не по закону, не по Достоевскому, но хоть какого-то приговора. Андрей Звягинцев — к тому же российский интеллигент (собственно, иных в природе и не существует), а значит, на ментальном уровне полагает, что все богатеи — воры, все бедняки — быдло и подонки. Честность режиссёра в нескрываемости названной позиции. Честность фильма в попытке эту позицию преодолеть.

    Завораживающая камера Кричмана поочередно показывает нам один день из жизни Елены, затем её супруга Владимира и т. д. Все персонажи получат свой кусочек эфира, дабы составить о себе исчерпывающее представление. Несмотря на логичное различие в деталях жизненного уклада социальных классов, картинка не меняет цветовой тональности, повествование не сбивает ощутимой дистанции. Москва и в центре, и на окраине остаётся Москвой — средоточием единых страстей и одинаковых интересов. Звягинцев не скрывает и типичности взгляда провинциала. Используя фактуру реального города, он превращает его в модель привычной метафизической вселенной, характерной для ситуаций в «Возвращении» и «Изгнании». На первый план выходит не репортажная «правда-матка», а безличный саспенс, достигаемый, в том числе и минималистичными композициями Филипа Гласса. Религиозная символика апокалиптического характера помогает в замысле уравнять всех против всех, не проводя черту между хорошими и плохими. Люди как люди. Равнодушные, маленькие, но и настоящие, любящие. В «Елене» нет омерзительной чернушности, вкладываемой современными российскими «творцами — диагностами». Как Надежда Маркина и Андрей Смирнов сообщают бесподобным исполнением теплоту своим неоднозначным персонажам, так и Андрей Звягинцев не брезгует им же обобщённой юдолью.

    Преступление совершено. А как же совесть? Есть она родимая, куда ж без неё! И лошадка мёртвая за стеклом электрички и обесточенный внезапно квартал заставляет за сердце хвататься. А сердечко болит, щемит душеньку тревогами и сомнениями. И что? Живем, как и раньше жили. Гадим, за гадливости свечки пред ликами святых в церкви ставим и продолжаем гадить. Быдло осталось быдлом и в хоромах. Беспечные так и не научились распознавать лукавое в бытовых мелочах и подспудном отношении. Телевидение подменило моральные ориентиры и накрыло все слои общества зомбической беспрерывной говорильней. Разве что младенец, обретший сонный покой на огромной кровати в непривычно просторной комнате, будет жить как-то по-другому. Но когда это будет… Да и будет ли вообще.

    7 ноября 2011 | 10:48

    Я с большим трепетом отношусь к творчеству Андрея Звягенцева: к его авторскому чутью или взгляду, к его умению предвидеть некоторые события, к его не навязчивому на первых порах диалогу, перерастающему в назойливую муху в виде финала, который бьёт тебя по голове и по- твоему и так больному сердцу.

    Так уж случилось, что первой его работой, у меня, стала «Елена». С первых кадров видно, что наша родина в серьёзной опасности, её снабжают таким вот выродком, как сын главной героини: он ничего не умеет, он ни к чему не стремится, он даже не может заставить своего собственного оболтуса учиться. Он падаль, но при этом пьющая падаль, живущая за счёт своей матери. Вот мы рассуждаем с вами: «демография у нас растёт», но за количеством страдает качество.

    Тема богатых и бедных здесь показана, как факт, как данное того, что это испокон веков было, есть и будет, и Звягенцев, нарочно не слишком серьезно погружает в проблемы социального неравенства, он всячески старается, увести от неё свой кинематографический взор. Даже её величество смерть представлена, необязательной трапезой для ума и глаз. Смерть не так важна в произведениях автора, впрочем, как и у многих других, она всего лишь, в большинстве своём, играет роль декорации.

    В последнее время мы с вам так много говорим о эмиграции и её последствии — «гостербайтерах». Так много спорим, так яростно обсуждаем эту проблему, даже на самом высоком уровне, что у нас появился целый стереотип на данную тему, достаточно вспомнить сколько было или есть проектов юмористического содержания. А Звягенцев формулирует, при чем очень точно, всю эту дилемму в одной микроскопической сцене, в самом конце фильма. Таким образом давая понять, что мы уже не хозяева своей земли. Автор нам прямым текстом говорит: пока мы будем плевать с балкона, они здесь, будут играть в футбол.

    И так, что же такое фильм: «Елена» — это, пожалуй, один из лучших фильмов автора. Я к сожалению, ещё не видел, его нового шедевра: «Левиафан», который получил пальмовую ветвь за лучший сценарий и пока, по крайней мере для меня, «Елена» лучший фильм, данного мастера. Ведь, помимо, крепкого сценария и поучительной истории, там есть потрясающая операторская работа, точный кастинг актеров и соответственно великолепная актёрская работа. Звягенцев вообще умеет работать с актёрами не зря, его предыдущий фильм: «Изгнание», получил опять же в Каннах серебряную премию за лучшую мужскую роль, сыгранную актером: Константином Лавроненко.

    10 сентября 2014 | 12:51

    Минимализм «Елены» многим внушает священный ужас, не знаешь, что с ним делать. То ли объявить древнегреческой трагедией и увековечить как «Андромаху», «Медею» и что там еще было у Еврипида, то ли встать в позу и фыркнуть: «кино не задалось». А все дело здесь в тотальной погруженности Звягинцева, на атомарном уровне практически, в недра проклятых — но от того не менее обыкновенных — семейных ризом, корежащих и душащих человека (бедный ты или богатый — не важно). Смелость автора при этом достойна уважения: говорит он для имеющих уши, а значит, понят будет далеко не всеми. Трудно на зеркало не пенять, коли рожа крива. Но еще сложнее признать, что перед тобой зеркало…

    Аскетична работа оператора: интерьеры-картины без вчера и завтра, набор глубокомысленных открыток от скучающей на ветвях вороны до уснувшего на кровати младенца. Хоромы бизнесмена и «дно» окраинного отребья показаны метко, но вне сугубой социальщины, вне проблем резкого расслоения нашей страны в нулевые, хотя и в ситуации парадоксального сращения «полюсов»: престарелый богач взял жену-прислугу из низов. Не то интересует режиссера. Простым до неприличия, топорным кинослогом он создает поистине притчу о судьбе женщины — матери, жены, да и что уж скрывать — самой России.

    Елена перемещается между благоустроенной квартирой богатого, прижимистого мужа и убогой двушкой безалаберного алкоголика-сына как между двумя мирами (это не рай и ад, а, скажем, «свое» и «чужое»), не осознавая, что никакого «завтра», никакой иллюзорной свободы выбора у нее нет. Что бы ни случилось, она будет тупой, покорной рабыней, служащей своему Роду. Но рабыней, которая на самом деле играет первую скрипку. Словно рождающая и убивающая Мать-сыра-земля (чем не Деметра), словно мычащая корова, чья доля — жевать траву и давать молоко (а без нее никуда), она рассуждает коротко и просто о том, кто враг, где спасение, что делать. Собственно, не рассуждает. Отсюда и парадоксальная стилистика фильма, заторможенная камера, пустоты смыслов — это мир внутри Елены. О, какая тьма!

    Жертвенный, надломленный, по-некрасовски-маяковски загнанной лошадью дух Елены как-то растворился в телесности повседневной рутины, сердце бухнулось в бездну, имя которой — Чрево. Чревом героиня живет, решает, спасает, не ведает, что творит. И аж потянуло античными воскурениями на орхестре, самой что ни на есть трагедией, хотя катарсиса-то режиссер нам не обещает. Он предельно честен со своим зрителем: неизбывна людская драма, совершаемая ежечасно. Жертва, которую приносила и приносит Елена, — самое позорное и мерзостное, что только мог придумать человек. Но совершается она из… любви?

    А где в фильме спряталась любовь, хочется спросить. В рациональном подходе мужа, удачно совместившего жену с домработницей, в циничных отповедях выросшей на папины деньги дочки, в семье трутней-бедняков, бездумно строгающих потомство? Что-то пошло не так, если Елена — изначально носительница светлого, бескорыстного чувства, — стала покорным орудием смерти, убивая, по сути, своего сына, а потом внука — убивая не физически, но «удушая нежностью», опекая великовозрастных дурней, которым давно пора повзрослеть. Потрясает сцена в церкви, в которую зашла Елена помолиться. Не верится, что она здесь впервые (не знает, какие записочки подавать о здравии, где икона Богоматери), но это так. Без укорененности в вере Чрево творит беззаконие. Губит самое себя. А потому режиссеру не нужно жутких напастей в финале: колесо и так вращается, жизнь переламывает недочеловеков, чей скорбный удел — смотреть телевизор и запивать откровения ток-шоу пивком. Что поняла Елена? Ни-че-го.

    Удивительная картина Звягинцева, не раскрашенная, а скорее обесцвеченная тусклыми, холодными тонами операторской палитры, живет собственной жизнью, продолжаясь и после титров: о ней хочется размышлять. Классически стройная, безыскусная, она выверена атмосферной игрой актерского ансамбля («педант а ля Каренин» Андрей Смирнов, «русская баба» Надежда Маркина, «интеллектуальная эгоистка чайлд-фри» Елена Лядова, «внучок- упыреныш» Игорь Огурцов) и минималистской музыкой Филипа Гласса: его тревожными скрипками, задающими плоскому видеоряду объемность библейского звучания, сопровождается схождение в ад современной русской семьи. Потому что это мы. Потому что мы — такие. Спасение ищите там, где не случилось катарсиса. Да, я говорю о душе.

    25 декабря 2014 | 00:47

    Довольно приличная драма. Не шедевр, но придираться я считаю тоже не стоит, так как для русского кино это вполне себе заслуживающая уважения картина. О чем? Нет, не о русской действительности, а всего лишь о родительской любви, она сильна и слепа (оба героя не хотят видеть недостатки своих детей), а уж материнская любовь способна сворачивать горы и осушать моря и притуплять любые другие чувства, как это случилось с героиней. Я бы даже назвала бы фильм «Мать», а не «Елена», как бы банально это не звучало

    Фильм оправданно меланхоличен.

    Насчет неясного символизма: сбитая лошадь и отключение электричества в доме сына, это своеобразные хвосты несчастий и неприятностей, нагнетающие обстановку, события преследующие героиню после ее страшного поступка.

    Тем же хвостом является и избиение ее внука. Во-первых, хочется отметить, что хорошим операторским ходом была съемка трясущейся камерой, как-будто свидетель снимает на мобильник драку, этот момент порадовал. Во-вторых, мне кажется не я одна подумала, что внука ее избили в качестве судьбоносного наказания за совершенный Еленой грех, но нет, эта драка является «пинком напоследок», своеобразным прощанием мальчика с заМКАДовским хулиганским существованием.

    В общем, подводя итог, скажу, что кинокартина вполне достойная и неплохая.

    29 октября 2011 | 17:26

    Эта история повествует о женщине (Надежда Маркина), которая является матерью и женой. Казалось бы, в наши дни почти каждая женщина в возрасте Елены совмещает эти обязанности. Но между сыном Елены Сергеем (Алексей Розин) и мужем Владимиром (Андрей Смирнов) огромная разница. И эта разница не только в возрасте, материальном положении и мировоззрении, а прежде всего в стремлении к лучшей жизни, в воспитании и чувстве собственного достоинства.

    Фильм Андрея Звягинцева получился очень атмосферным. В нем очень много статичных кадров, которые нагоняют тоску, но в то же время интересно наблюдать за развитием событий. Картина действует угнетающе на зрителя, но каждый безусловно начинает задумываться о судьбе героев, да, наверно, и о своей собственной.

    В фильме нет ни абсолютно положительных, ни абсолютно отрицательных героев. Каждый из них по своему прав. И каждого можно в чем-то обвинить. Елена живет между двух миров, но материнское сердце не дает ей забыть и оставить сына в трудную минуту, хотя он, на мой взгляд, этого и не заслуживает.

    Великолепно сыграла свою роль Надежда Маркина. Елена в ее исполнении — понятная каждому русская женщина, образ которой делает жизненной всю картину. Смирнов и Лядова — отец и дочь, между которыми, несмотря на внешнее непонимание и нелюбовь, существует невидимая нить, роднящая их, объединяющая и сближающая.

    Каждый кадр картины Звягинцева можно осмысливать, трактовать по своему. Нет в фильме ни одного лишнего слова, эпизода. Каждая ситуация монотонно и контеленно вытекает из другой, как это часто и бывает в жизни.

    Этот фильм для умного зрителя, который готов потратить два часа времени на то, чтобы посмотреть и не пожалеть, независимо от того, понравится им фильм или нет. Андрей Звягинцев безусловно талантливый режиссер, который поднимает в своих фильмах актуальные проблемы современности. Надеюсь, что это не последняя его режиссерская работа. Фильм полностью оправдал мои ожидания!

    10 из 10

    13 октября 2011 | 17:59

    В беседе с Юлианом Макаровым режиссёр рассказывал, что первоначально он получил заказ на фильм об апокалипсисе, и, хотя из этого проекта продюсера ничего не вышло, идея апокалипсиса в фильме, бесспорно, присутствует в сопоставлении поколений. В начале фильма камера очень долго скользит по интерьерам, свидетельствующим о материальном благополучии, достигнутом Владимиром. Дочь не может ему простить того, что для него кроме денег всё остальное было не важно, вскользь упоминает, что он до сих пор не отказывает себе в удовольствии пощипывать медсестёр. Так что, когда он называет дочь гедонисткой, то ясно, что стремление наслаждаться жизнью, обставить её наибольшими удобствами ему не чуждо, но для этого он много работал, за что весьма уважает себя. Собственно, медсестру Елену, взятую им в дом 10 лет назад и даже объявленную женой 2,5 года назад, он и выдрессировал на безусловное выполнение всех обязанностей, обеспечивающих его жизнь. Характерно, что о первой жене (матери Кати), как и о первом муже Елены, ничто не напоминает. Во всяком случае, герои по-своему уважают друг друга, и если Владимир раздражённо спрашивает, не заночует ли Елена у сына, то не потому, что опасается, что ему не достанется должного внимания, а потому, что в принципе осуждает её отношение к сыну, не случайно он спрашивает, не помогает ли она сыну с карточки, на которой, по- видимому, его деньги лично для неё. По- своему и Елена уважает себя: конечно, Владимир благодетель, и она об этом никогда не забывает, но из тысяч подобных он выбрал именно её, в её поведении нет заискивания, льстивости.

    Явное вырождение в следующем поколении. Сын Елены — откровенный бездельник, трутень, понемногу выпивающий, бессмысленно существующий и привыкший, что все его проблемы решит мать. Он не ощущает никаких укоров совести за такое существование, да и благодарность его матери скорее по обязанности, никаких чувств он к ней не испытывает. Характерна сцена, когда он вместо того, чтобы привести сына, поскольку бабушка приехала, садится вместе с ним играть в компьютерные игры. Важнейшим моментом является то, что его жена вновь беременна, вопроса о том, кто будет обеспечивать семью, перед ним не стоит.

    Менее ясен характер Кати. Угадывается, что у неё было бурное прошлое, она сама говорит, что отец ей ни в чём не отказывал, успокаивает, что с наркотиками она завязала и пьёт меньше. Отец называет её гедонисткой, но это, скорее всего, в прошлом, иначе она проявила бы больше настойчивости в борьбе за наследство. Теперь перед нами глубоко разочарованный человек, ощущающий мир как бессмыслицу и потому не желающий вопреки желанию отца иметь детей. Если для отца была важна статутность, поведение в соответствии с принятыми нормами, то Катя вполне освобождена от оглядки на кого-то. Но в отличие от отца она абсолютно лишена созидательного начала.

    Следующее поколение — новая ступень деградации. Сын Елены безобиден, внук уже не только откровенно рассчитывает на старших в решении своих проблем и никого из старших демонстративно не уважает, но готов к преступлению, это человек с сознанием люмпена.

    Главное событие — отравление Еленой Владимира. Сама она даёт этому два объяснения. С одной стороны — любовь к внуку, забота о семье. Совершенно ясно, что семья для неё не Владимир, там отношения строятся не на любви, а на том, что обеим сторонам так жить удобнее. С другой стороны, и на ней настаивает реклама фильма — чуть ли не классовая ненависть: для Владимира, по мнению Елены, единственный критерий уважения только деньги. Второй довод мне в значительной степени кажется самооправданием. Не силой же Владимир заставил её принять такие правила игры. Отравление вполне вписывается в идею распада, приближения апокалипсиса. Как для среднего поколения вопросов нравственности не существует, так поступила и Елена, хотя ей при этом требуется всё-таки самооправдание, в отличие от сына. Показательна в этом плане финальная сцена — торжество победителей. Семья сына Елены ликует в элитной квартире, особых мук совести у героини не заметно, а зрителю традиционно для России ненавидящему богатеев, тем более, суровый и властный Владимир симпатии не вызывает, крайне обидно видеть их радость от того, что им досталось то, что ими не заслужено. Испытывает ли по этому поводу какие-то комплексы Елена? Отнюдь нет. Вспомним, как одиноко ей в доме Владимира, как всё чинно и холодно. А теперь она воссоединится со своей семьёй, где на первых порах ей выказывают благодарность, и ей тепло. Она старательно не будет замечать, сколько во всём этом показного. Между тем, внук уставился в окно, квартира его не радует, лихие набеги куда притягательнее. А последний кадр — младший ребёнок как вопрос, до какой следующей ступени деградации дойдёт семья и долго ли и для бабушки здесь сохранится место.

    Ведущий «Контекста» упрекает фильм в схематизме, в невыписанности отношений между героями. А может быть, настоящих человеческих отношений здесь и нет, выписывать нечего. Конечно, фильм куда более однозначный, чем «Возвращение», о прозрачности идеи говорит и сам Звягинцев, но является ли это недостатком, а предупреждения Достоевского менее однозначны? Ясно, что за это преступление никакого наказания пока не будет, ни мук совести, ни официального суда. Но общество своим разложением само себя накажет, как печальна и судьба Елены, когда она состарится.

    26 февраля 2012 | 20:01

    Елена, жена обеспеченного пожилого человека, живет с ним уже несколько лет. Оба являются родителями взрослых детей,… у нее уже есть внуки, у него только одинокая дочь, с не очень покладистым характером. Он властен и принципиален, Елена олицетворение женственности в традиционно российском понимании роли женщины в семье. На мой взгляд, это типичные отношения в возрастном браке, без скидки на разность супругов в социальном плане, с той лишь разницей, что у них нет общего прошлого, …хотя со стороны кажется, что в доме живет прислуга, а не жена. Ситуация начинает закручиваться с момента обращения Елены к мужу с просьбой финансово помочь решить проблему внука — поступить в институт, и не пойти в армию.

    Фильм состоит из 3-4 перекрестных базовых диалогов между главными героями, которыми определяются характеры и позиции персонажей, все остальное время мы наблюдаем за их молчаливыми действиями, в основном на фоне интерьера квартир. Т. е. сценарий достаточно прост, мне показался, по конструкции.

    В фильме режиссер показывает два различных мира. Один мир, это жизнь состоятельного пожилого человека (мужа Елены) и его дочери, второй — это жизнь сына и внука Елены. Разница в этих мирах принципиальная, и находится не в уровне житейской обеспеченности, а в степени внутренней ответственности за свою жизнь и необходимости ее (жизни) осмысления. Герой Андрея Смирнова — муж Елены, пример ответственного и принципиального отношения к жизни. Его дочь, хоть и не может успешно состояться, имеет свои четкие и принципиальные взгляды, и этим походит на отца. Сын Елены, как раз наоборот является образцом наплевательского отношения к жизни, с отсутствием каких-либо принципов, …такой современной производной «Обломова». Но если в девятнадцатом веке у Ивана Ильича была возможность ничего не делать, а только рассуждать, то у современного мужчины в нашей стране, да еще с тремя детьми, такой возможности быть не может,… надо работать, а не ждать случай, или надеяться на богатого «дядю». И дело даже не в конечном материальном достатке, а в серьезности, с которой надо подходить к своей жизни. Внук Елены, после соответствующего воспитания, не становится лучше родителей, и так же как отец, отправляет свою жизнь на самотек. В сыне Елены видятся симптомы общей «народной» болезни, которой в общем-то страдаю и я в какой-то степени, как типичный житель этой страны. И тут я полностью согласен с героем Андрея Смирнова — легкие деньги не меняют человека в лучшую сторону, не воспитывают его, и не дают шанс на будущее. Надо учиться у жизни и стремиться к чему-то, …об этом говорит муж Елены.

    Елена находится между этих двух миров, но как женщина и мать выбирает тот мир, который кажется ей ближе, проще, роднее, не понимая, и не принимая того, что пытается сказать ей муж. Это приводит ее к совершению ключевого поступка в жизни. Женщина, которая должна приносить в мир жизнь тепло и уют совершает самый страшный грех, как раз во имя этих мнимых добродетелей, которые вряд ли принесут счастье и спокойствие ей и ее родным. Вопрос «почему это случилось?», должен быть центральным в фильме, но ответа со стороны автора мы не получаем. Из тех кратких диалогов, в которых участвует Елена, я не смог определить ее настоящие мотивы. Я ее поступок воспринял, как некую необъяснимую аномалию, в обычном течении жизни Елены. Не могу я представить, чтобы русская женщина, мать, бабушка и бывший медицинский работник убивает своего мужа, и фактически пациента.

    Всякие аллегории в отношении героев фильма, кажутся мне не уместными. Пусть может такие аллегории, имеют место быть, но я даже не хочу про это говорить и делать гипотетические выводы, не люблю…

    В фильме настойчиво чувствуется вложенный смысловой подтекст, и поэтому как-то не получается эту историю воспринимать как какую-то бытовую или криминальную. Фильм подталкивает зрителя к размышлению, но мне, как я уже сказал, не хватило исходных данных. Фильм остался для меня не раскрытым. Но второй раз смотреть его не хочу, такого желания не возникло… пока. Я все-таки, в таких «не обычных» историях хотел бы не глубоуомысленные загадки от автора, а его ясное личное мнение. А то получается ситуация с загадочным молчанием…если конечно этот фильм не был задуман как предсказание.

    В фильме показано социальное не равенство, а это очень деликатная вещь в нашей стране, которая может быть истолкована не верно. В корне не верно…

    Картинка удивительно сделана, … совершенно магическим образом фильм не отпускает ни на секунду. То ли Звягинцев с Кричманом знают секрет, как затащить зрителя в кадр, то ли я поглощенный сюжетом, все эти «бытовые — промежуточные» кадры проглатывал, находясь под впечатлением от сцен с более динамичным действием и диалогами. Я не заметил натянутости в кадре,… все длится столько, сколько нужно,… т. е. я в ритм фильма легко попал, со своей внутренней амплитудой. Диалоги выписаны ясно и чисто, что редкость уже для российского фестивального кино (где трудно услышать связную уместную речь, которая является логическим продолжением характера героев и развития сюжета). Ничего лишнего, сцены поставлены режиссером тонко, яркие акценты, как в сюжете, так и в сценах расставлены с точностью. Игра актеров без каких-либо нареканий. Отдельно отмечу игру Андрея Смирнова,… впечатляет. Он чем-то напоминает мне Смоктуновского, какой-то внутренней и внешней нервозностью. Большая работа была сделана со звуком. Мне просто приятно слышать звук шагов в церкви или закрытия занавесок. Основная музыкальная тема фильма — чистая электронная психоделика, которая вносит тревожность в кадр и полностью гармонирует с происходящим.

    Уровень картины высокий. Все до мелочей сделано профессионально. Я даже на титрах обратил внимание, на сколько дотошно указаны в них все, кто хоть как-то участвовал в создании картины, вплоть до людей, отвечающих за питание съемочной группы. Это тоже показатель отношения к работе, со стороны «первых лиц» фильма. Со времени выхода «Возвращения», Андрей Звягинцев вырос в профессиональном плане, и «Елена» фильм более детальный и объемный. Сам Андрей Звягинцев в тех его интервью, что мне удалось видеть, производит приятное впечатление, с полным отсутствием снобизма, позитивными открытыми взглядами. Но я бы хотел увидеть от него какой-то кардинально другой стиль повествования… может быть что-то более «форматное», отличное от его сегодняшней работы, с выходом из «бесконечной» тягучей драмы. Мне кажется надо как-то «обнулить счетчик», и сделать что-то визуально новое, …вот криминальный трэш или мистика «от Звягинцева» смотрелись бы очень ярко, …а вкуса и интеллекта автору не занимать …

    6 декабря 2011 | 14:52

    Андрей Звягинцев уже давно заявил о своём мастерстве. Его предыдущие работы — «Возвращение» и «Изгнание» — получили признание критиков. «Елена» 2011 года удерживает планку режиссера: ещё до начала съёмок получил премии за лучшую сценарную разработку на фестивале независимого кино «Сандэнс», а на данный момент у Звягинцева в кармане специальный приз жюри Каннской фестиваля «Особый взгляд», «Золотой орел» и «Ника».

    Сюжет фильма крутится вокруг бывшей сиделки Елены. Два года назад её муж Владимир заключил с ней брак после почти восьмилетней совместной жизни. Но для него она не любящая жена, а скорее служанка. У каждого из них есть дети от предыдущих браков. У Елены — безработный сорокалетний Сергей, который не в состоянии прокормить жену и растущих детей, у Владимира — Екатерина, молодая и беззаботная девушка, которая всегда находится в поиске удовольствий.

    В этом фильме противопоставлены друг другу два мира: фешенебельная Москва с богатыми и бесчувственными героями и бедный пригород. С одной стороны — Владимир с дочерью, а с другой — Елена с семьёй сына. И ужасают не жуткие материальные условия жизни Сергея с семьёй, не серость в пейзажах, а поступок внешне духовно благополучной Елены. Утверждая о своей любви к мужу, ежедневно заботясь о нем, ставя за него свечки в церкви, она решается на преступление, поставив на первое место «гнилое семя». Так ли она религиозна? Так ли она нравственно чиста, как было заявлено изначально? Нет, и оправдать её поступок никак нельзя. И лишь мертвая тишина центра Москвы предвещала её поступок.

    Вместе с этим стоит задуматься и библейской фразе, брошенной Еленой Владимиру, «И последние станут первыми». Но кто из героев последний? Бедные или богатые? Стоит посмотреть на это с другой стороны и окажется, что Владимир, отказавшийся помочь сыну-оболтусу Елены и её внуку, который в точности повторит судьбу отца, и Катерина, сознательно бросая себя в бездетность, оберегая будущих отпрысков от её же пагубного влияния и дурного воспитания, окажутся богаче духовно. Сергей, его жена, сын вечно обречены на удовлетворение инстинктов, а Елена — на муки совести. В этом её можно сравнить с Раскольниковым. Отсылкой к Достоевскому служит и убитая лошадь.

    Нельзя недооценить и работу Михаила Кричмана. Чувствуется невероятная глубина кадра! А в сцене с дракой эффект любительской съёмки придаёт элемент присутствия.

    Создали невероятную атмосферу и актеры. Надежда Маркина, исполнительница роли Елены, смогла воплотить на экране все нюансы характера героини. Сам же Звягинцев говорит о ней: «У неё уникальное сочетание: народный тип и в то же время — удивительное благородство почти аристократического толка. Восхитился редким свойством её натуры. Вот она встанет, раскинет руки — Родина-мать, ударник труда в пуховом платке. Слегка повернется, в профиль — жена патриция, императрица, редкое благородство. В ней есть объём, многомерность». Елена Лядова (Катерина) нашла те черты своей героини, за которые в создании образа можно было ухватиться. Благодаря этому, Катя получилась не шаблонной, а живой. В Андрее Смирнове чувствуется внутренняя живость, стремление к жизни, что и передалось Владимиру.

    Этот фильм — не карточный домик, который, сопоставив с реальностью, легко можно разрушить. В нем есть правда, российская действительность, российское общество. И нужно не поддаваться искушениям, чтобы его окончательно не разрушить.

    2 августа 2012 | 20:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Что означает глобальный приток женщин-режиссеров и женщин-продюсеров в наше кино? Есть ли в номинации на «Оскар» «Левиафана» и участии семи российских картин в программах Берлинале хоть капля политики? Почему Восточная Европа сейчас в тренде? И последует ли за бумом-2015 дефицит отечественных лент? КиноПоиск обсудил с программным директором «Кинотавра» Ситорой Алиевой главные тенденции в российской киноиндустрии. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 909 332
    2.ПикселиPixels24 011 616
    3.МиньоныMinions22 933 960
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 281 950
    5.ЛевшаSouthpaw16 701 294
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels146 441 426
    2.Человек-муравейAnt-Man111 747 901
    3.МиньоныMinions100 091 872
    4.ВиселицаThe Gallows48 702 428
    5.Бумажные городаPaper Towns28 052 996
    23.07 — 26.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 023 581743 692
    Деньги505 960 504 руб.194 586 807
    Цена билета250,03 руб.3,12
    23.07 — 26.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Андрей Рублев8.183
    141.Белый пленEight Below8.181
    142.Славные парниGoodfellas8.181
    143.Тэмпл ГрандинTemple Grandin8.181
    144.ТерминалThe Terminal8.180
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.41%
    7.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.95.39%
    8.Боги ЕгиптаGods of Egypt95.16%
    9.Багровый пикCrimson Peak95.15%
    10.МакбетMacbeth95.11%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Семейка КрудсThe Croods102
    Парк Юрского периода 2: Затерянный мирThe Lost World: Jurassic Park39
    ОдержимостьWicker Park246
    УчительницаA Teacher4
    Вдали от обезумевшей толпыFar from the Madding Crowd7
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    МиньоныMinions6.566
    ПикселиPixels6.305
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.766
    Человек-муравейAnt-Man7.500
    АнтуражEntourage7.381
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    Песнь моряSong of the Sea27.08
    премьеры