всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (7318)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 15365 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В моем понимании драма — это нечто, раскрывающее какой-либо смысл, несущее какую-либо идею, говорящее о чем-то важном, а если не замахиваться, то хотя бы впечатляющее. В данном же опусе Звягинцева (сразу оговорюсь, что с иными его работами не знакома) представлено достаточно скучное жизнеописание нерациональной женщины, которая положила начало (или продолжила, предыстория неизвестна) семейной линии бесполезных, а на примере внучка, за которого она и радела, социально опасных отбросов жизни, ради существования которых она приносит в жертву жизнь человека, куда более достойного, чем вся родословная Елены. И дело вовсе не в вечном противовесе бедных и богатых. Сын Елены беден и убог не по предназначению, и не по обстоятельствам суровой жизни. Его выбор был сделан им самим в пользу бытия ничтожеством-потребителем и диванным деспотом, имеющим, однако, достаточно эгоизма, чтобы судить того, за счет кого жив, и выносить ему вердикт

    Я не знаю, какой реакции ожидал Звягинцев на свою главную героиню. Жалость? Сочувствие? Сострадание? На протяжении всего фильма Елена вызывала дикое отвращение и желание увидеть ее страдания и боль. Она не вызывает ни понимания, ни прощения, ибо ее цель не оправдывает средства. Сын — ее вина и забота, самым простым было достать легкие деньги, окупив отсутствие воспитания

    Действительно, бросается в глаза разночтение самим режиссером Владимира — в разговорах о сыне Елены он предстает разумным и расчетливым человеком, а в ситуации с завещанием выглядит слепым и наивным. Роль дочери совершенно размыта — вроде она представляет собой недоброжелательную оппозицию, а затем просто внезапно, без лишних слов, покидает картину

    Так же очень неприятной оказалась трансляция по телевизору всех самых популярных ток-шоу Первого канала. Дешево

    Сквозь пальцы смотреть можно

    5 из 10

    9 декабря 2011 | 01:46

    «Каждый выбирает по себе
    Женщину, религию, дорогу,
    Дьяволу служить или пророку -
    Каждый выбирает по себе.»

    В своем новом фильме Андрей Звягинцев в очередной раз обращается к тематике и проблематике семьи, только в этот раз проблемы семьи более объемны и охватывают скорее подводные камни современного российского общества. Это уже не фильм о человеческих семейных ценностях в общем, мировом смысле, это фильм именно о нашей действительности. И пусть спокойное и монотонное развитие действия не обманет вас, не введет в заблуждение — от этого покоя и неспешности становится в миллионы раз страшнее, когда ты начинаешь осознавать смысл происходящего на экране.

    И страшна не серость пейзажей, не бедность — страшна духовная нищета людей (я о семье сына Елены, Сережи), ужасает нарушение нравственности и непонятный набор идеалов, абсолютно не стыкующихся друг с другом (Елена, которая уговаривает Катю быть добрее с отцом и упрекает ее в отсутствии нравственности, Елена, которая идет в церковь поставить свечку за здравие больного мужа — и та же Елена, для которой ничего не стоит решиться на столь ужасный поступок, а потом так холодно, так цинично и разумно заметать следы, а заодно и обчистить сейф по-быстрому, которой ничего не стоит солгать — и это наименьшее из того зла, которое может совершить эта, казалось бы, добрая и спокойная женщина). Возможно, кому-то из зрителей покажется, что этот поступок можно понять исходя из того, что это поступок отчаявшейся матери и обиженной жены, — но оправдать это невозможно. Тем более что позже Звягинцев изображает так называемые будни того, во имя кого это все совершалось — это, простите, просто быдло, которому ничего не интересно, для которого как развлечение пойти набить кому-то морду вместе со своими гоп-друзьями, которому на все плевать, кроме пива, чипсов, телевизора, игр и своих недалеких друзей.

    Более того, режиссер обнажает очень четкую черту характера подобных людей — их отношение к тем, кто богаче и успешнее их как к кормушке, к которой можно регулярно прикладываться; их отношение к людям в контексте, что все им все должны — почему, с чего вдруг? — непонятно, их безответственность — как можно, не будучи уверенным в своем будущем, не будучи в состоянии поставить на ноги и воспитать одного ребенка, при этом плодить все новых и новых отпрысков, опять же при этом надеясь на кого угодно, но только не на себя.

    Можно упрекать Владимира в скупости, говорить, что эта сумма для него ничего не значила, что он легко мог помочь — допустим, но это его деньги, его выбор, его мнение. И вполне логично, что завещание он хочет написать на дочь, это его плоть и кровь, а кроме того, он понимал, что доля Елены все равно пойдет ее сыну, взрослому сорокалетнему мужику, которого он содержать уж никак не обязан.

    Мы часто слышим, что люди будут лучше, дай им только возможность, но вот она, эта возможность, сытая жизнь в огромной красивой квартире — но быдло останется быдлом — и там тоже будет пить пиво и плевать с балкона.

    Смысл фильма сам по себе страшен, особенно когда ты осознаешь, что это все и есть наша жизнь, добро пожаловать в суровую российскую действительность. Обнажая нравственные болезни общества, Звягинцев как бы наблюдает за всем со стороны, не дает оценок, не наказывает злодеев, не подсказывает никаких выводов и путей — это уже работа зрителя.

    Оставаясь тем же Андреем Звягинцевым по сути и по стилю (серо-синеватые тона, минимум диалогов, проблематика семьи, внимание к деталям (обрывки телевизионных передач), символы — вспомните хотя бы погибшую лошадь, прямо-таки по Достоевскому, не иначе!), режиссер в этом фильме открывает новые грани — оказывается, он умеет быть и справедливо злым, не щадит зрителя и самого себя, оставляет минимум эстетики — даже музыки в этом фильме намного меньше, чем в том же «Возвращении» или « Изгнании», использует эффект съемки любительской камерой, что добавляет натуралистичности — я об эпизоде драки, — одним словом, это новый, пусть и в чем-то тот же верный себе Андрей Звягинцев, потрясающий режиссер со своим почерком, со своими темами и вопросами, которого его волнуют.

    Не могу не отметить игру актеров, особенно впечатляет игра исполнительницы роли Кати и самой Елены, разумеется. Лично мне очень запал в душу эпизод в больнице, разговор Кати с отцом, за всей этой циничностью и агрессией скрывается нежность и любовь к отцу, хоть и с большой примесью обиды и недопонимания. Катины скупые слезы во время похорон гораздо искреннее и показательнее, чем рыдания Елены и ее слова «Я люблю Володю», которые к концу фильма кажутся особенно кощунственными.

    А жизнь продолжается. Каждый выбирает по себе. Елена свой выбор сделала — и этот выбор прекрасно ее характеризует. В этой истории преступление остается без наказания, намеки на муки совести не в счет.

    Фильм вне оценки.

    4 октября 2011 | 22:16

    Елена — медсестра-сиделка, всю жизнь прожившая в не слишком благоприятных условиях и на старости лет получившая местечко под солнцем в виде Владимира, успешного предпринимателя. У Елены есть сын, который содержит своих жену и детей на деньги матери, в общем, не содержит. У Владимира есть дочь, с которой они редко видятся и состоят на вид в нетёплых отношениях. Сын Елены хочет отмазать своё бестолковое чадо от армии, купив ему место в университете. Деньги он не зарабатывает, поэтому попрошайничает их через мать у Владимира. Муж отказывает Елене, и она негодует. Казалось бы, нет ничего зазорного в том, чтобы желать своим близким самого лучшего, но порой это может зайти слишком далеко…

    От аннотации к фильму волосы встают дыбом. В первых же строчках Владимир обвинен в скупости и плохом отношении к Елене, а затем он ещё и решает изменить завещание, в котором «Елене достанется лишь небольшая пожизненная рента», а остальное получит его дочь. Случай, встречающийся на каждом шагу — нищета и ненависть к успешным людям, обида от несправедливости, что у кого-то есть всё, а у кого-то ничего, ощущение, что богатые должны бедным. «Какое вы имеете право думать, что вы особенные? Почему? Только потому, что у вас больше денег и больше вещей?» Попахивает коммунизмом и революцией, и Елена совершила так называемый дворцовый переворот. Героиня фильма добилась благополучия для себя и своей семьи по аналогии с Раскольниковым, но в фильме мы не увидим никаких угрызений совести Елены, а только её ощущение, что всё сложилось по справедливости.

    С самого начала до самого конца фильм «Елена» очень негативный, в нём нет ни одного положительного персонажа. Думаю, все, кто решился написать отрицательную рецензию, спутали действительно плохую ленту с негативной атмосферой арт-хауса. Фильм объективно правдив, оттого ценен.

    Советую при просмотре фильма не читать аннотацию.

    9 из 10

    3 декабря 2012 | 13:47

    Парадоксально, но нет большей кары для человека, чем общественное признание. 47-летний Андрей Звягинцев снял всего три полнометражных фильма, но его уже успели окрестить наследником Тарковского, одарить венецианским «Золотым Львом» и дважды пригласить в Канны. Вопрос сейчас не в том, соответствуют ли заслуги режиссера статусу. Статус всегда несет для художника опасность потерять собственную идентичность и стать именно что воплощением этого статуса: иными словами, для Андрея Звягинцева, на разные лады называемого гением и если не Толстым, то хотя бы Достоевским от кино, существует реальный риск принять собственную гениальность как данность. И его последний фильм «Елена» неожиданно становится тому тревожным симптомом.

    Конечно, «Елена» — без оговорок сильный фильм чуткого и умного режиссера, который одинаково умело владеет киноязыком, выстраивает драматургию и добивается пронзительной искренности от актеров. Вместе с замечательным оператором Михаилом Кричманом он выстраивает кадр с завидным перфекционизмом, за кадром же «Елена» поражает еще более несвойственной новейшему российскому кино точностью звукового решения. На этом оценок и пресловутых статусов, пожалуй, хватит — вопрос, как уже говорилось, не в них.

    Главное отличие «Елены» от предыдущих фильмов Звягинцева заключается в ее бытовой конкретности. Никаких вневременных островов, внепространственных деревень и условных ресторанов. Вот эта улица: Большой Кисельный переулок в самом центре Москвы, сосредоточие престижа и власти. Вот этот дом: портье, подземная парковка и просторная квартира на верхних этажах с двумя спальнями, тремя телевизорами, балконом, элегантной чистой кухней и автоматической кофемолкой. Вот, наконец, эта девушка, которая совсем не девушка, но простая русская баба Елена Анатольевна в серой кофточке и белой косынке с таким «своим», родным лицом и грустным, сочувствующим взглядом серых глаз. Каждое утро она просыпается, дожидается в кровати звонка будильника, выключает его, тяжело поднимается и переходит за туалетный столик, где привычным неторопливым жестом перед трюмо расчесывает и закалывает темно-русые волосы. Затем она направляется в соседнюю спальню, раскрывает шторы, как всегда легонько касается ноги под одеялом и произносит «Доброе утро», не дожидаясь ответа, уходит на кухню и не спеша варит кофе, пока из ванной доносится жужжание электрической бритвы. Завтракает, коротко и просто отвечает на вопрос о планах на будущий день, получает в кассе свои 30 тысяч рублей пенсии, едет в автобусе на платформу, оттуда в электричке добирается до ближнего Подмосковья, игнорируя призывные крики продавщицы журналов, а там, зажатая на узкой тропинке между угрюмой чащей и нависающей громадой ТЭЦ несет деньги сыну, энергично ступая по грязи…

    Повседневный быт своих героев Звягинцев прописывает вплоть до каждой детали и не жалеет времени на экспозицию, подчеркивая размеренность, спокойствие и какую-то подавляющую «нормальность» происходящего. По сути, проходит добрая пятая часть картины, прежде чем интрига трогается с места и звучит вопрос, становящийся для нее отправной точкой, да и тот подан ненавязчиво, как бы между словом: «Мам, ты поговорила с ним насчет Сашки? Ну а чего ты тянешь?»

    И весь дальнейший фильм предстает бесконечной цепью вопросов, ведущих от одной нормальности к другой. «Володь, ты поможешь Саше?» — нормальный отказ — «Почему я должен содержать семью твоего сына?» — нормальный поход в спортклуб — нормальный инфаркт — нормальное, хоть и первое в жизни посещение церкви — «Вам свечку за упокой или за здравие?» — «А кормить должен чужой дядя?» — «Какое Вы имеете право думать, что Вы особенный?» — нормальное убийство, нормальная кража, нормальное избиение. Нормальный Конец Света. Один из последних вопросов: «Это, наверное, во всем доме?» Один из последних ответов: «Во всем мире,…»

    Андрей Звягинцев не однажды рассказывал о происхождении «Елены» как части нереализованного международного проекта, посвященного теме Апокалипсиса, поэтому в таких переходах от конкретного к глобальному, казалось бы, нет ничего необычного. Тем не менее, финал фильма, напротив, наводит на мысли о том, что неожиданный уход Звягинцева в обобщения — явление подчеркнуто-национальное и прослеживается еще от классической литературы XIX века, титаны которой были непременно философами или даже учителями, а потому за каждой частной проблемой видели либо раскол поколений, либо вовсе крах мироздания. Неслучайно в лаконичной, но эффектной концовке камера Звягинцева запечатлевает каждого из членов семьи Елены, постепенно спускаясь от нее самой — воплощения старшего поколения — к свернувшемуся на постели мертвеца новорожденному младенцу. А рупором режиссерской морали неожиданно становится незаметный и не нарушающий привычной нормальности «герой» — телевизор, передачей «Давай поженимся!» укоряющий: «У вас в головах суета сует и пустота пустот».

    И тут вся картина приобретает совершенно новый оттенок. Через формально объективный подход Звягинцева к изображению своих героев и их мотивации начинает просвечивать его глубинная неприязнь к этим циникам, убийцам, лентяям, бездарям, мошенникам и ворам, которые, сидя утром перед трюмо, будто выбирают свой внешний «объективный» облик, на деле всегда сохраняя готовность совершить обыкновенное преступление, а после с жуткой верой в собственную непогрешимость защищать себя, будто молитвой (ведь настоящих молитв они уже и не знают), простыми словами: «Ты должна мне верить». Их истинное лицо останется в прошлом; на фотографиях, среди которых Елена, мучительно всматриваясь, ищет свое былое «Я», вроде бы радостное и светлое, но композиционно уже стоящее на грани между жизнью еще зеленого леса и медленным умиранием леса осеннего. И когда, несколько секунд спустя, смерть все-таки наступает, остается лишь оплакать потерянную Елену горькими слезами, а на следующее утро спокойно проснуться и вновь сесть перед трюмо.

    Звягинцев, безусловно, поддерживает образ скромного и тактичного режиссера-интеллектуала европейского толку. И подход к морали у него значительно менее навязчивый, чем у соотечественников — взять хотя бы сыгравшего в «Елене» главную мужскую роль Андрея Смирнова, чья последняя режиссерская работа «Жила-была одна баба» в своей критичности достигает почти библейского размаха. К притчевости в своих первых полнометражных фильмах был склонен и Звягинцев, однако во вневременных и внепространственных мирах «Возвращения» и «Изгнания» общие идеи режиссера были к месту и не теряли соответствующей философской отрешенности и необходимой абстрактности. Перенесенные же на предельную конкретность современной Москвы в «Елене», они тоже стали предельно конкретными и потому сжались до едких, пусть и в своей холодной вежливости не вульгарных, комментариев к нравственной апокалиптичности современного мира, в котором каждое новое поколение становится заложником пороков собственных и своих родителей. Но разве не в этом же мире, не в этой же самой Москве нулевых живет сам Андрей Звягинцев? И, стало быть, честен ли он перед самим собой, когда пусть и завуалированно, но предъявляет обвинения своему конкретному миру и своему конкретному времени? Готов ли он нести ответственность за такие обвинения?

    На этот вопрос каждому (Звягинцеву в том числе) придется искать ответ самому.

    14 декабря 2011 | 23:50

    Это первая рецензия на этом сайте, хотя уверяю я пользуюсь им уже достаточно продолжительное время. Несмотря на свою предрасположенность к письму и не предрасположенность к русскому кинематографу, пересилить лень и наконец-таки зарегистрироваться получилось только после просмотра «Елены». Удивительно, что после фильмов Бертолуччи, Антониони, Триера, Годара, которые мне близки и многократно обсуждаются мною с друзьями-критиками, я так и не сумел найти времени для рецензии или хотя бы оценки. Действительно, все время дела-орешки, которые нас так и окружают со всех сторон. А вот тут посмотрел и стало страшно.

    Страшно, страшно, страшно. Мне кажется любой из нашего забитого интеллигентного аппер-мидл-класса боится этих людей из многоэтажек, потягивающих пиво из пластиковой бутылки. Поймите меня правильно, по голове от таких получить не страшно, это даже как-то почетно. Вот идешь ты из Стрелки, а тут тебе бац по голове, есть потом чем разбавить бесконечные споры о гениальности и ремесле. Нет, боятся другого, боятся задохнуться в этой ужасной серой лавине орешков, которая лезет к нам сквозь прорези в идеально европеизированном панцире. И неважно квартира на Остоженке ли или улочки в парке Горькова, они будут везде. Не сомневайтесь. Гастарбайтеры, которые чинно переходят дорогу смотрятся совсем уж безобидными, а ведь на них и хотят повесить непростую миссию осуществить закат Европы. А вот Звягинцев А. видит всадников апокалипсиса в другом месте и правильно, как мне кажется, делает.

    Что касается самих персонажей, то их как и в знаменитом романе Флобера нету. Хотя, откровенно говоря симпатизируешь Екатерине, только она достаточно сильная, чтобы отстаивать хоть какую-ту позицию и не стесняться и не скрывать ее. Да позицию циничную, но ведь саморазрушение ее никого особо и не волнует, папа ее не видит повода для беспокойства, раз она «пьет и наркотики принимает только по выходным», главное ведь распорядок. Да, распорядок занимает в жизни каждого из героев свое особое место: для Володи — это основа всего мировоззрения, для Елены дань пролетарскому прошлому, для семьи Сережи — это ужас, от которого они пытаются убежать. Только у них борьба с системой выходит не такой, как у знаменитых протестующих товарищей из 1968 года с красивыми лозунгами, красивыми девушками, стрекотом кинокамер режиссеров Новой Волны. Нет, для них это рутина. Безделье, вот их трудовые будни. Ну да и плодятся они по расписанию. Хотя признаюсь Сережа все равно у Звягинцева А., интеллигентный какой-то получился, урлу играть сложно, когда сам не из них.

    Отдельно хотелось бы отметить цвета фильма, ну очень европейские. Где-то читал, что фильм хотели в Лондоне снимать, так вот, цвета очень английские получились. И музыка тоже отличная, напоминает Маркра Стрейтенфельда в его саундтреке к фильму «Хороший год». Но в отличие от Ридли Скота, который дает своему герою шанс, отправив его в благоухающий Прованс, у героев Звягинцева А. нет шансов, разве, что всем дружно в армию отчалить, чтобы узнать почем фунт лиха.

    Великая культура ушла, а мы остались: человек умеет приспосабливаться к любым условиям, вот и Звягинцев А. сумел снять до жути красивый фильм про жутких людей. Такое поколение. Хотя я верю: No pasaran!

    Коля Гарин.

    21 ноября 2013 | 23:27

    Я шла на этот фильм с затаенным страхом. А вдруг на этот раз Звягинцев не справится с задачей, вдруг соврет? После «Возвращения» и «Изгнания» так хотелось, чтобы он оставался на той же звенящий чистой ноте, которую когда-то нашел!

    А потом оказалось, что Звягинцев не обманул, что он был честен. И в выборе актеров, и в каждой мельчайшей детали: в обрывках телевизионных передач, в презрении продавщицы к банковским карточкам. Какой эпизод ни возьми — с ним можно согласиться, о нем можно спорить или пытаться угадать. Каждый видит в нем свой символизм. Электричка столкнулась со всадником на белой лошади. Кто это? Принц на белом коне, когда-то повстречавшийся главной героине, теперь лежащий на обочине при столкновении с мучительной правдой жизни?

    А колонна гастарбайтеров, проходящая строем перед Владимиром, который вынужден их пропустить, сидя в своей дорогой машине. А огромные трубы, которые видят сын Елены и его семья из своих окон. Это что за метафора? Вылететь в трубу?

    Все это красиво, хоть и выглядит серым, неярким. Что за время года? Весна, скорее всего… Одни загадки, как всегда у Звягинцева.

    А если о главном, то вот мое виденье сюжета. Это фильм о любви. О животной любви. О любви без Бога. Елена любит своего сына, а еще больше — своих внуков, свое продолжение. Но она любит и своего мужа. Заботиться о нем, ставит свечки. Но… в ее любви не света, нет веры. И когда намеренья мужа ставят ее в тупик, то она действует как самка, которая должна охранять свое потомство. История знает много случаев, когда племена нападали на соседей и уничтожали всех своих врагов и их потомство — чтобы выжить. Налет цивилизации легко и быстро слетает с Елены, с такой милой, тихой и простой.

    Но муж Елены — жертва, которую она приносит на алтарь своей любви к сыну, — это прошлое, которым она жертвует ради не слишком привлекательного будущего. Владимир тоже далек от совершенства. Он тоже любит, любит свою дочь слишком сильно, не отказывая ей ни в чем. Эта сюжетная линия короткая, но одна из самых сильных в фильме. Актеры играют филигранно точно, особенно актриса Елена Лядова, исполняющая роль дочери Кати. Ее цинизм, ее вымученный юмор, как это все знакомо.

    В этом и есть правда Звягинцева. Нет хороших и плохих, все равны, нет смысла осуждать. Если нет Бога, то есть Зверь, и он решает. И поэтому в конце фильма нет кары для Елены, и нет возмездия. Потому что Бог любит и не наказывает, а Зверь, которого Елена стала подкармливать, обязательно разрастется и сожрет ее сам.

    А пока в их семье все хорошо. И не случайно в финале на кровати мертвого старика спит живой златокудрый младенец.

    10 из 10

    8 октября 2011 | 12:25

    Я с большим трепетом отношусь к творчеству Андрея Звягенцева: к его авторскому чутью или взгляду, к его умению предвидеть некоторые события, к его не навязчивому на первых порах диалогу, перерастающему в назойливую муху в виде финала, который бьёт тебя по голове и по- твоему и так больному сердцу.

    Так уж случилось, что первой его работой, у меня, стала «Елена». С первых кадров видно, что наша родина в серьёзной опасности, её снабжают таким вот выродком, как сын главной героини: он ничего не умеет, он ни к чему не стремится, он даже не может заставить своего собственного оболтуса учиться. Он падаль, но при этом пьющая падаль, живущая за счёт своей матери. Вот мы рассуждаем с вами: «демография у нас растёт», но за количеством страдает качество.

    Тема богатых и бедных здесь показана, как факт, как данное того, что это испокон веков было, есть и будет, и Звягенцев, нарочно не слишком серьезно погружает в проблемы социального неравенства, он всячески старается, увести от неё свой кинематографический взор. Даже её величество смерть представлена, необязательной трапезой для ума и глаз. Смерть не так важна в произведениях автора, впрочем, как и у многих других, она всего лишь, в большинстве своём, играет роль декорации.

    В последнее время мы с вам так много говорим о эмиграции и её последствии — «гостербайтерах». Так много спорим, так яростно обсуждаем эту проблему, даже на самом высоком уровне, что у нас появился целый стереотип на данную тему, достаточно вспомнить сколько было или есть проектов юмористического содержания. А Звягенцев формулирует, при чем очень точно, всю эту дилемму в одной микроскопической сцене, в самом конце фильма. Таким образом давая понять, что мы уже не хозяева своей земли. Автор нам прямым текстом говорит: пока мы будем плевать с балкона, они здесь, будут играть в футбол.

    И так, что же такое фильм: «Елена» — это, пожалуй, один из лучших фильмов автора. Я к сожалению, ещё не видел, его нового шедевра: «Левиафан», который получил пальмовую ветвь за лучший сценарий и пока, по крайней мере для меня, «Елена» лучший фильм, данного мастера. Ведь, помимо, крепкого сценария и поучительной истории, там есть потрясающая операторская работа, точный кастинг актеров и соответственно великолепная актёрская работа. Звягенцев вообще умеет работать с актёрами не зря, его предыдущий фильм: «Изгнание», получил опять же в Каннах серебряную премию за лучшую мужскую роль, сыгранную актером: Константином Лавроненко.

    10 сентября 2014 | 12:51

    Третий фильм Андрея Звягинцева, наконец, вырывается за пределы зачарованного высокого мира, в котором даже ветки колышатся с эстетической выверенностью. В земной «Елене» режиссер отходит от библейской притчевости, и снимает веское высказывание о социальном расслоении в современной России, оставаясь в привычных для себя рамках строгой сценарной архитектуры.

    Его героиня, Елена, — обыкновенная медсестра, которой посчастливилось на старости лет выйти замуж за состоятельного Владимира и таким образом преодолеть негласный классовый барьер. Как это часто бывает, добрая Елена хочет за счет мужа осчастливить всю семью, живущую в непрестижном пригороде и, кажется, не желающую палец о палец ударить, чтобы оттуда выбраться. Для скупого и принципиального Владимира такое иждивенчество неприемлемо. Правда его родная дочка от первого брака как сыр в масле катается, о чем Елена периодически супругу напоминает. Вглядываясь пристальней, мы понимаем, что никуда социальный лифт героиню так и не вывез. Сердечный приступ и намерение Владимира завещать все свое имущество непутевой кровиночке толкает её на решительные действия.

    «Всё ведь может измениться».

    По окончании просмотра «Елена» сразу вызывает массу вопросов, и к чести автора, они не касаются качества постановки. По Звягинцеву, проблема отсутствия среднего класса кроется в самом народе и его невысокой культуре. Если человек работоспособен, то он пробьется. Большинство же ждет счастливого случая, упавшего с неба лотерейного билета, выгодных матримониальных отношений. Единицы в итоге достигают высот, скурвливаются и растят новую аристократию. Остальные клянут их на чем свет стоит и выживают как могут. Ни одного намека на источник доходов Владимира автор не дает. Мы же заранее убеждены, что он неправовой, что само по себе является определенной характеристикой общества. Буржуазно-пролетарские отношения не изжиты. Богатство всегда ассоциируется с воровством. Бедность — с христианскими страданиями. Звягинцев совершает два путешествия в Подмосковье из Остоженки, чтобы опровергнуть этот стереотип, становясь на либеральные позиции, и его неутешительные выводы, которые до этого никто так громко не озвучивал, но многие догадывались, становятся платформой для актуального спора о новом общественном договоре, потому что старый себя изжил и больше не работает.

    В «Елене» есть много позиций, к которым может приписать себя зритель: к олигархии в случае Владимира, к золотой молодежи в случае его дочери, с определенной натяжкой к интеллигенции, если брать Елену, к дворовой молодежи, если брать ее внука и так далее. Отсутствует «креативный класс», но это изобретение появилось уже после премьеры фильма. Срезы, даваемые Звягинцевым, максимально красноречивы и приближены к реальности, которая в кой-то веки не отдает привычной чернушностью. Вместе с тем, «Елена» — очень бульварная история об одном убийстве на почве передела наследства, какую ежедневно можно видеть в каком-нибудь заштатном сериале на одном из российских каналов. Почему у Звягинцева получается конфетка, а у других дерьмо, очевидно. Полистать Достоевского, и не такие сюжеты можно встретить. Пробрасывать мосты к болезненной действительной, объединять их в функционирующий, умножающий смыслы репрезентативный механизм — редкий талант, не всегда пробивающий себе дорогу. «Елена» могла бы достойно представить Россию на Оскаре, но вновь победила лояльность, и очередные «Утомленные солнцем» провалили отчетный год. Ориентированный на Запад Андрей Звягинцев, к сожалению, на сей раз становится создателем энциклопедии по современной России и интерпретатором ее протестных настроений.

    Сам он и считает, что страну мы уже потеряли.

    28 марта 2012 | 21:46

    Я очень люблю работы А. Звягинцева — они добротно сделаны, имеют свой стиль, собственные, неповторимые оттенки происходящего и главное — в них есть цельность операторского и режиссерского искусства (что, например, отличает работы С. Кубрика).

    Многим этот фильм не понравится с первых минут: слишком мало действия, слишком медленная смена картины.

    Но именно гончаровская стилистика детализирования вводит нас не просто в кино: она позволяет влиться на несколько десятков минут в жизнь полотна и понять, что это не зарисовка, не даже уже созданная картина — это именно жизнь как она есть.

    Конечно же, здесь важна мотивация сторон, их сущность, их взаимодействие и, быть может, не столь важен сюжет, потому что его заменяет история бытности одной семьи. Но все это вторично и сущностно лишь для киноведов и кинокритиков, но не для зрителя.

    Кино Звягинцева от «Возвращения» и через «Изгнание» вводит нас в ритм «Елены»: оно раз за разом доказывает, что оттенки, прорисованные с нужной точностью, дают намного больше, чем постоянный экшн, за полтора-два часа которого герои пересекают Земной шар вдоль и поперек.

    И именно эта монотонность развития от кадра к кадру — очень напрягает современного зрителя.

    И именно она заслуживает отдельного, отрешенного, взгляда и понимания.

    И именно в ней сокрыта сущность картины.

    Все остальное — игра актеров, работа камеры, гримеров, повторюсь еще раз, — все сделано добротно.

    Но это именно тот случай, когда существует нечто цельное и монолитное, что нельзя потрошить, разбирать, разделывать, убивая общность.

    Это редкая и очень своеобразная картина. Это ее плюс. Это ее минус. К ней нельзя привыкнуть: если Вам не нравится живопись — Вы можете стать искусствоведом, но так и не полюбить нутром то, о чем говорите ежедневно.

    Здесь все то же самое. Это кино — анализ не просто души, а совокупности душ. Поэтому и воспринимать его только рационально невозможно.

    9 из 10

    за достойное продолжение собственной линии режиссера А. Звягинцева.

    8 ноября 2011 | 19:12

    Эта история повествует о женщине (Надежда Маркина), которая является матерью и женой. Казалось бы, в наши дни почти каждая женщина в возрасте Елены совмещает эти обязанности. Но между сыном Елены Сергеем (Алексей Розин) и мужем Владимиром (Андрей Смирнов) огромная разница. И эта разница не только в возрасте, материальном положении и мировоззрении, а прежде всего в стремлении к лучшей жизни, в воспитании и чувстве собственного достоинства.

    Фильм Андрея Звягинцева получился очень атмосферным. В нем очень много статичных кадров, которые нагоняют тоску, но в то же время интересно наблюдать за развитием событий. Картина действует угнетающе на зрителя, но каждый безусловно начинает задумываться о судьбе героев, да, наверно, и о своей собственной.

    В фильме нет ни абсолютно положительных, ни абсолютно отрицательных героев. Каждый из них по своему прав. И каждого можно в чем-то обвинить. Елена живет между двух миров, но материнское сердце не дает ей забыть и оставить сына в трудную минуту, хотя он, на мой взгляд, этого и не заслуживает.

    Великолепно сыграла свою роль Надежда Маркина. Елена в ее исполнении — понятная каждому русская женщина, образ которой делает жизненной всю картину. Смирнов и Лядова — отец и дочь, между которыми, несмотря на внешнее непонимание и нелюбовь, существует невидимая нить, роднящая их, объединяющая и сближающая.

    Каждый кадр картины Звягинцева можно осмысливать, трактовать по своему. Нет в фильме ни одного лишнего слова, эпизода. Каждая ситуация монотонно и контеленно вытекает из другой, как это часто и бывает в жизни.

    Этот фильм для умного зрителя, который готов потратить два часа времени на то, чтобы посмотреть и не пожалеть, независимо от того, понравится им фильм или нет. Андрей Звягинцев безусловно талантливый режиссер, который поднимает в своих фильмах актуальные проблемы современности. Надеюсь, что это не последняя его режиссерская работа. Фильм полностью оправдал мои ожидания!

    10 из 10

    13 октября 2011 | 17:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Что означает глобальный приток женщин-режиссеров и женщин-продюсеров в наше кино? Есть ли в номинации на «Оскар» «Левиафана» и участии семи российских картин в программах Берлинале хоть капля политики? Почему Восточная Европа сейчас в тренде? И последует ли за бумом-2015 дефицит отечественных лент? КиноПоиск обсудил с программным директором «Кинотавра» Ситорой Алиевой главные тенденции в российской киноиндустрии. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голос улицStraight Outta Compton13 133 560
    2.Военная комнатаWar Room11 351 389
    3.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation8 155 581
    4.Выхода нетNo Escape8 111 264
    5.Синистер 2Sinister 24 665 341
    28.08 — 30.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.КаникулыVacation125 058 228
    2.УльтраамериканцыAmerican Ultra65 229 192
    3.Фантастическая четверкаFantastic Four59 513 341
    4.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.56 676 836
    5.Синистер 2Sinister 231 489 041
    27.08 — 30.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 813 4399 803
    Деньги436 749 113 руб.6 103 475
    Цена билета240,84 руб.4,69
    27.08 — 30.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    230.Мужики!..8.077
    231.Трасса 60Interstate 608.076
    232.Берегись автомобиля8.076
    233.История ХатикоHachikô monogatari8.076
    234.ВверхUp8.074
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.47%
    27.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.42%
    28.СтажерThe Intern93.40%
    29.ФранкенштейнVictor Frankenstein93.30%
    30.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.28%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    УльтраамериканцыAmerican Ultra20
    Необыкновенное путешествие Серафимы4
    Атака титанов. Фильм первый: Жестокий мирShingeki no kyojin: Attack on Titan5
    БеглецThe Runner2
    Синистер 2Sinister 224
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 475.557
    КаникулыVacation6.975
    Фантастическая четверкаFantastic Four4.586
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.7.910
    Необыкновенное путешествие Серафимы4.870
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Перевозчик: НаследиеThe Transporter Refueled10.09
    Девушка без комплексовTrainwreck10.09
    Бегущий в лабиринте: Испытание огнёмMaze Runner: The Scorch Trials17.09
    ЭверестEverest24.09
    ЛегендаLegend01.10
    премьеры