всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (6517)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 13856 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Главная героиня Елена с первых минут и далее — не вызывает ни симпатии, ни сочувствия, ни понимания. Вырастила быдловатого сына, мужу не соответствует: за годы жизни так и не пожелала до него подтянуться ни в интеллекте, ни в образе жизни. Муж — в спортзал, а у нее уборка. Хотя при таком-то достатке могла бы позволить себе быть чуточку больше «леди», раз уж муж — «аристократ». Холодная, утомленная пенсионерка. Ни одной светлой эмоции. Мужа утром приветствует механическим отдергиванием штор в его спальне, и только. Ни приветливого слова, ни лобзания.

    Муж Елены Владимир, напротив, вызывает даже симпатию — он богат, образован, подтянут, в решениях пусть не крайне милосерден, но логичен. Предоставил своей женщине абсолютную защиту — она ни в чем не знает нужды.

    По версии Звягинцева, простолюдины проигрывают образованным богачам в своих качествах. Они ленивы и безнравственны. Они опасны своей бедностью. Могут и обокрасть. И убить даже. Именно под таким градусом автору фильма интересней смотреть на народ. Звягинцев не просто не защитник слабых и сирых, он поклоняется высшему сословию. А простой человек ему противен. И он это умело доказывает на протяжении всего фильма и особенно ударными последними кадрами.

    Но между тем, по окончанию картины, сложенной, на первый взгляд, безупречно, — не покидает навязчивое ощущение фальши, неправды. Хочется воскликнуть: как же так, народ-то у нас и добрый и милосердный, и последнюю рубаху отдаст! А Владимир? С чего это он — аристократ? Аристократы ж у нас еще почти век назад все перевелись, и мы с тех пор — что топ-менеджер, что уборщица, что чиновник, что продавец — от разночинцев произошли! И откуда у мужа Елены столько денег? Уж не в 90-е ли награбил? А теперь прикинулся порядочным? И почему он, столь завидный жених, хоть и стареющий, выбрал себе в жены не ровню, а простую женщину «шесть в одном»: любовница/медсестра/гувернантка/экономка/повар/прислуга. Что-то тут не так!

    Вот этот диссонанс и не дает покоя, и не дает поставить фильму ни «десяточку», ни «пару». Хотя последнюю отметку влепить хочется гораздо больше.

    3 марта 2015 | 17:47

    Фильм «Елена» так же, как и все остальные фильмы А. Звягинцева обязательно станут классикой русской драматургии XXI века. Фильмы Звягинцева, подобны романам Достоевского, или произведениям Бунина, они богаты метафорами и очень поэтичны. Это фильмы не для всех, но для меня — это пища для ума. Я люблю разгадывать загадки, прислушиваться к себе после каждого фильма, и спрашивать себя — А какое же «послевкусие оставил этот фильм?» Ощущение- будто прочитал хорошую книгу, или посмотрел картины великого живописца. Для меня Звягинцев — приемник Балабанова, но только у Звягинцева меньше покойников и треша, больше живописи в картинах. Все фильмы А. Звягинцева отличаются статичностью, очень много внимание и деталей отдано обстановке, природе, и всему тому что окружает героев.

    «Елена» — это Урбан фильм, много городских пейзажей, и мало природы, большое влияние отдано обстановке квартиры в которой живет Елена.

    И так как, для меня это фильм — метафора, то вот немного моего восприятия символов в «Елене»

    Вороны в начале фильма не предвещают зрителям ничего хорошего. Вороны — это символ кладбища и смерти

    Режиссер ярко показывает, что от бедности до богатства длинный путь, только в деградирующей форме

    Фотографии на стене, которые так долго рассматривает Елена, для меня как символ ушедшего и необратимого.

    Мертвая лошадь с всадником.

    Мне эта картина напомнила притчу о дохлой лошади «Если лошадь сдохла — слезь с нее!» Зря героиня так старается — эта лошадь уже сдохла, и ничего не нужно тащить на себе.

    Последняя сцена вызывает кощунственное впечатление, и является как бы перечёркиванием всего.

    Хотя конфликт и драма этой пожилой семьи настолько распространены для нашей России, я не знаю фильмов с подобным сюжетом, так что за сценарий, я поставлю огромный +.

    Я знаю то, что много людей ругают фильмы Звягинцева за обилие мата, за безысходность, и постоянно задаются вопросом — «Чему учат эти фильмы?» Эти фильмы ничему не учат, и не должны. Они обличают Российскую действительность, все самое плохое и черствое в людях.

    Любопытно, но в каждом фильме А. Звягинцева главный герой мужчина — положительный персонаж, а женщина нет. Этот вопрос я оставлю для себя открытым…

    Итак, я познакомилась с этим замечательным режиссером в таком порядке: Левиафан, Изгнание, Елена. Жаль, что не в хронологическом порядке, теперь с удовольствием посмотрю Возвращение…

    8 из 10

    1 марта 2015 | 12:03

    Этот фильм является одним из самых сильных работ не только отечественного, но и мирового кинематографа за последнее время.

    В первую очередь, следует отметить, что фильм создан ни кем иным, как одним из самых талантливых режиссеров нашей страны Звягинцевым. Фильм «Елена» после его шедевра «Возвращение», который принес режиссеру мировую славу, завоевав множество наград, наверное, может считаться его самой успешной работой. В то время как «Возвращение» взяло золотого льва на Венецианском кинофестивале (но это далеко не все), «Елена» получила награду на самом Каннском кинофестивале. Фильм и правда произвел большое впечатление на мировых мастеров киноискусства, а также только усилил репутацию нашей страны в этой отрасли.

    Я, пожалуй, отмечу самые важные моменты.

    Первое, за что фильм и был удостоен почетной наградой, операторская работа. Михаил Кричман, оператор, погружает зрителя в особую атмосферу: все кадры, сцены, оригинальные ракурсы, композиция, продуманные до последней детали, играют важную роль в понимании основной идеи фильма. Мы замечаем неординарность картины прежде всего из внешнего ее облика. В фильме нет торопливости. Зрителю может даже показаться, что некоторые кадры уж слишком затянуты. Но какие это кадры: красивые, насыщенные, яркие, несущие не просто какую-то картинку, отображающую быт, а целую судьбу, жизнь. Без звуков и диалогов, с самого начала фильм уже дает зрителю настроение, но при этом мы остаемся заинтригованным долгими сценами, несущими за собой томную неопределенность. Вот так красиво, так неоднозначно и не ординарно, а главное совершенно незаметно для зрителя, работает оператор «Елены».

    Далее стоит сказать про одну из главный составляющих — игру актеров. Хотя что и говорить, просто прочитав имена актеров картины, можно уже и судить об их работе.

    Главная и самая неоднозначная героиня картины сама Елена (Надежна Маркина) состоит в браке с очень обеспеченным человеком, Владимиром (Андрей Смирнов). Общих детей пара не имеет, зато оба имеют по одному ребенку от двух предыдущих неудачных браков: у Владимира есть горячо любимая избалованная дочь, а у Елены — сын, не менее любимый, имеющий своих двух детей, но все еще нуждающийся в материнской заботе, а именно в денежной помощи. Владимир, ни в чем не отказывая своей собственной дочери, не хочет помогать внукам Елены, из-за чего у них и появляются незначительные конфликты. Один раз, сразу после своего выхода из больницы после инфаркта, Владимир решил сообщить супруге о своих намерениях написать завещание, в котором почти все он оставит своей дочери. Это событие станет ключевым в жизни всех героев, а главное Елены, которой предстоит сделать тяжелый выбор…

    Все чувства героев, их отношение друг другу, их эмоции, в разной степени выраженные, актеры передают великолепно. Этот фильм, не одна из тысячи однообразных малобюджетных драм, а шедевр. Именно поэтому ни один герой в нем не нарисован одной лишь темной или светлой краской. Именно эту неопределенность, а также многогранность человеческой натуры показывают своей игрой актеры.

    Действительно, после просмотра этого фильма возникает множество чувств, очень разных, но сильных. В нем есть очень много вещей, над которыми стоит обязательно задуматься. Из всего множества я выделю три — понятие справедливости, необходимость выбора, а также, уже вышеупомянутая многогранность человеческой натуры.

    Ситуация, происходящая в фильме, реалистична. Герои также реалистичны. Такое может произойти, такое происходит. Некоторые не видят этого, а режиссер нам показывает почему. Он берет женщину, ухаживающую за своим мужем, любящую мать, ставит ее перед выбором, являющимся абсурдным. Над ним и думать не стоит. Но она делает свой выбор. Что ею управляло? На что еще она способна? А может она сама просто еще не осознала, что сделала? И вдруг мы понимаем, что совершенно не знаем ее, людей вокруг себя мы также не знаем, если не смогли понять ее, такую ничем неприметную на первый взгляд женщину…

    И понять, что именно хотел сказать режиссер, невозможно. Для всех этот фильм будет значить что-то разное. Для некоторых — то, что справедливости не существует. Для иных — то, что пролетариат в конечном итоге, является сильнее любой аристократии. А быть может, все справедливо, просто нельзя относится всерьез к вещам материальным, уделяя больше внимания ценностям моральным…

    В любом случае, фильм оставит осадок в вашей душе. Осадок, может и не самый приятный, но зато полезный.

    10 из 10

    24 ноября 2011 | 22:41

    О фильмах Звягинцева у меня сложилось некоторое устойчивое представление, которое и руководило ожиданием «Елены». Этот фильм, несомненно, выбивается из ряда «Возвращение, Изгнание» и не является завершением «трилогии», несмотря на то, что тематика была выбрана семейная, на манер «Изгнания». Фильм, конечно, оказался хорош, но уже, как говорится, не то. А «не то» — потому, что исчезли те самые критерии, по которым и определялась принадлежность к фильмам Звягинцева, а именно:

    1) История вне времени, вне контекста.

    Две предыдущих картины обладали именно этой особенностью, за которую я в какой-то мере и полюбил его фильмы. Упор же на злободневную историю в современной Москве вышел режиссёру боком.

    2) Дергачёв.

    Талантливый звукорежиссёр и композитор, видимо, оказался «не у дел». Неизвестно по каким причинам, его заменили безликим Глассом (Уж не из «Heroes» был взят саундтрек? Учитывая однотипность его музыкального минимализма — треки очень легко спутать). Очень неудачно. Считаю, что фильм много потерял от этого. Хотя сейчас, наверное, наличие саундтрека Philip’а Glass’а в фильме — это показатель большого коммерческого кино.

    3) Пересматриваемость.

    В итоге — при отсутствии первых двух критериев, автоматически отпадают и третий. К сожалению фильм не блещет изобилием сцен, которые бы хотелось воскрешать в сознании время от времени (естественно это не относится к изобразительной составляющей — художникам, оператору и т д. Кричман как всегда был на высоте, а свет был просто волшебным).

    P.S. Четвёртым критерием можно было бы указать Константина Лавроненко, как визитную карточку, но сниматься в фильме третий раз подряд — это уже перебор.

    6 из 10

    16 ноября 2011 | 20:16

    Я не люблю такие фильмы. Когда тебя словно водят за нос, в течение нескольких минут показывая сцены, лишенные всякого смысла. Яркий пример-медсестра в больнице снимает с постели белье и ставит грязные кружки на поднос. Семья Елены сидит за столом, выпивают — внезапно гаснет свет и несколько минут люди шарят в темноте. После такого остается неприятный осадок обманутой надежды. Или:«Посмотри!Это элитарное кино!Не пытайся в нем разбираться!»

    Да, показана наша рутинная жизнь, однообразная, зацикленная на быте и деньгах. В фильме она даже гипертрофированно замедленна. И что? Ради этого нужно идти в кинотеатр? И почему концовка так размыта? Не понятна позиция Катерины?Не понятны чувства Елены? Она счастлива от того, что стала домработницей у бестолкового сына с его семьей, которые никогда не оценят ни ее жертвы, ни пачки денег, отданной безвозмездно? Что изменилось в ее жизни? И почему авторы фильма снимают с себя всякую ответственность делать выводы? Что за задел на вторую часть?

    Интересно, неужели российские зрители так устали от позитивного советского кино, что теперь жадно смотрят подобные фильмы и в мерзком «послевкусии» чувствуют гения? Не удивительно-мы уже давно субботними вечерами смотрим кровавые хроники и не можем заснуть без детективного сериала. Но выход есть всегда, и надежда на «прекрасное далеко» не должна нас покидать.

    Кстати, в фильме, телепередачи, которые мы слышим словно подталкивают Елену на преступление, говоря о том, что все в ваших руках. Это единственный понравившийся мне прием. (Забудем мертвых лошадей!)

    Нужно уметь делать правильные выводы. И тогда ответы найдутся!

    7 ноября 2011 | 23:09

    «Все мы — гнилое семя, недочеловеки..» — именно эта фраза является ключевой во всем фильме. Бесспорно. Ведь это — повесть о человечности, гуманности, о взаимоотношении людей, о том, как ради любви к близким, их благополучия, человек способен решиться на самые отчаянные поступки. Ради них он самоотверженно готов идти на все, даже на преступление. А. Звягинцев показал этот самый трудный момент из жизни одного человека, который предстает перед выбором: сохранить свою честь, достоинство, человечность, либо помочь своим самым близким, нуждающимся людям — семье. И трудно сказать, погубила ли в себе Елена эту человечность? Она совершила преступление, но в то же время помогла близким. Также тяжело сказать, является ли настоящим человеком Владимир? Он богат, влиятелен, но при всем при этом ужасно скуп, жалеет своих денег нищим родственникам жены. Человек ли Катя — дочь Владимира, которая имея все от отца, довольствуясь его деньгами, живя за его счет, не ценит его, а любит лишь деньги и развлечения?

    И снова вечный мотив — деньги. В современном мире, к сожалению, ОНИ властвуют над людьми, а не наоборот, и именно из-за денег человек теряет свою человечность. Как бы тавталогично это не звучало.

    Вечные философские проблемы, тяжелый выбор, неравенство богатых и бедных, изменение внутреннего мира героя, его души — все это прослеживается в фильмах А. Звягинцева. И «Елена» не исключение. Этот фильм лично для меня вошел в коллекцию любимых. Я не перестаю удивляться таланту и гениальности А. Звягинцева. Он для меня второй режиссер после Тарковского, после которого я научилась любить отечественный кинематограф.

    10 из 10

    7 ноября 2011 | 03:21

    Несмотря ни на что, я искренне верю, чувствую, наконец, что все безобразные и подлые поступки обязательно наказываются.

    И Елену, главную героиню фильма, рано или поздно ждёт наказание и разочарование. Её эйфория по поводу «и последние станут первыми» закончится. В лучшем случае она вернется в свой «рабочий квартал». А в худшем она получит свою порцию яда от своего же никчёмного сына или внука, который пока ещё маленький, но он обязательно подрастет и наверняка станет копией своего отца. Преступление Елены по отношению к своему мужу оправдать невозможно. Как и невозможно оправдать то, как она продолжает беспристрастно жить, спокойно совершая свои ежедневные традиционные дела.

    После просмотра испытываешь совершенно тягостные ощущения безысходности. Но ценно в этой картине то, что каждый зритель всё равно найдёт для себя что-то важное и ценное для своей души и жизни.

    В очередной раз Андрей Звягинцев совершенно четко показывает реалии нашего недоброго мира. И это необходимо. Ведь мы давно уже знаем, что в мире есть не только хорошие истории со счастливым концом.

    Но… Несмотря ни на что, я в хорошее и доброе! Я верю во вселенскую справедливость!

    Хочется отметить, как всегда, естественную, тонкую и очень талантливую работу изумительного актера Андрея Смирнова. Браво!

    7 ноября 2011 | 18:19

    Не люблю русское кино. «Елену» решил посмотреть, услышав множество положительных отзывов. Что ж, фильм скучноват, имеет кучу лишённых смысла сцен, но сильно зацепил…

    Во-первых, умный и правдоподобный сюжет. В фильме мы видим, какими могут оказаться даже самые добрые люди, на что они способны ради своих семей… В центре сюжета Елена и её муж; мы видим, что они любят друг друга, Елена во всём помогает Владимиру. Он относится к ней, как к служанке, однако сильно её любит. Сама Елена. я считаю, оказалась ужасным человеком, способным на подлость и предательство! Каждый месяц она приносит деньги своему сыну и его и его семье, потому что её сынуля не хочет работать. «Так зачем же ты это делаешь?! Пусть он идёт на роботу!» — восклицал я на протяжении всего фильма. У неё неблагодарный внук, который пьёт и не учится; ему же собирает деньги на учёбу, чтобы он в армию не пошёл. Какая глупость! Для кого всё это? Для кого скромная и послушная Елена решилась на отчаянный поступок?

    Во-вторых, как я писал выше, очень доволен тем, что мы в этом кино увидели тёмную сторону человека. Вот смотрю фильм и так хочется врезать сынку Елены, внуку, ей самой! Сын ничем не занимается, только пьёт пиво и курит на балконе; внук даже не поцелует свою бабушку при встрече, не заберёт сумки, целыми днями играет в игры на приставке. Жена её сына уже третьим ребёнком беременна, а он сидит на балконе и ждёт пенсию мамы. Елена… просто разочарован в ней!

    В-третьих, я приятно удивлён игрой наших актёров! Андрей Смирнов и Надежда Маркина отлично сыграли! Просто молодцы. Очень понравилась Елена Лядова — отличная актриса, как по мне. Видно, что проработали свои роли! Вот бы все так играли в России.

    Минус… Он есть в каждом фильме. Зачем столько глупых сцен, начиная с первых секунд? К примеру, нам показывают ветку, она колышется секунд 30, потом на неё села ворона, потом улетела, опять прилетела. Для чего это? Потом мы видим, как Елена лежит на диване, потом встаёт, сидит, идёт по квартире, кипятит воду, потом эту воду льёт в чашку с кофе. Позже она едет на автобусе, заходят пассажиры, выходят… И таких сцен полно! Чтобы растянуть фильм, или как?

    Итак, «Елена» — это фильм, который вы должны посмотреть, сделать несколько выводов для себя, подумать. Неплохой фильм, который заслуживает внимание даже самого большого ненавистника русского кино.

    28 января 2012 | 22:34

    Этот фильм вызвал во мне смятение чувств, потом бурю, потом вопросы без ответов и затем опустошение, как после шторма. Такой подчёркнуто неэмоциональный фильм — и такая буря эмоций в душе в качестве послевкусия. Вспомнилась «Маленькая Вера», где тоже показана ущербная семья, в которой нет ничего, кроме бытовых забот вся радость — в бутылке и еде. Тогда это пугало. Сейчас ужаснуло. Время другое, страна другая, люди ужасающе другие.

    «И Елена, и Владимир, их ОДИНАКОВО отвратительные потомки — плоть. Духа Жизни они лишены». — - Вот в этом месте я бы поспорила. Мне показалось, что Владимир и его дочь (как представители богатых слоёв общества) получились более человечными по сравнению с Еленой и её семьёй (как представителями бедного населения). Не знаю, намеренно это вышло или случайно. Если намеренно, то тогда это обличение бедности, которая страшна тем, что может так морально выхолостить человека. У богатых же за толстой коростой проявляются душевные движения, несмотря на леденящую холодность. Так дочь и отец всё же в порыве родственных чувств горячо обнимаются, хотя раньше на дух друг друга не переносили. А Владимир проявляет черты благородства, рассудив раздел имущества таким образом, что Елена ни в чём бы не нуждалась после его смерти, хотя женой была всего два года, тогда как дочь она всегда дочь, ей по справедливости досталось бы всё. Да, Елена юридически была женой, но реально её статус — обслуга. Такая же, как медсестра в больнице, она и была такой же медсестрой, когда познакомилась с Владимиром. Его холодный расчёт тут очевиден — лучше держать при себе обслугу круглосуточно, дав ей статус жены, чем приходящую домработницу или сиделку. А тут три в одном сразу.

    В жизни не бывает только белого и только чёрного. Так и Елена, движимая лучшими чувствами, разыскивает дочь больного Владимира, и призывает её помириться с отцом и восстановить прерванные отношения. Поняв, что это было по меньшей мере недальновидно с её стороны, из-за чего она лишается огромного куша, Елена легко, просто и буднично идёт на страшное преступление. Когда в душе ничего нет, не будет и раскаяния. Наоборот, в финале фильма ясно видно, что никаких угрызений она не чувствует, даже, напротив, вроде как всё правильно сделала. Это даже не духовный вакуум, как в «Маленькой Вере», это деградация современного человека и общества, это катастрофа. В наши дни люди живут так, что зло стало для них таким будничным, привычным, таким ВЫГОДНЫМ. Они забыли не то что библейские заветы, а даже простенькое «что такое хорошо, а что такое плохо». Узнайте же самих себя.

    14 января 2012 | 21:30

    Последний оплот интеллигентской духовности — кинематограф Андрея Звягинцева, берет вершины социальной тематики, пытаясь и этот неблагодарный дискурс обратить в философские искания. Камера уже не тонет в туманных пейзажах, время не отмеряется восходами и закатами. Город, кирпич, квартира. Мир четко разграничен на отдельные пространства, удаленные друг от друга на расстояния культур. Звягинцев ищет диагноз больного общества и обнаруживает, что пациент давно мертв, а по его разлагающемуся телу ползают черви. И вовсе ненужно переносить метафоры режиссера в реальность, ведь он скорее предрекает, нежели констатирует. Акт спасения заранее обречен, ибо изначальные ошибки уже встроены в наш массовый разум. «Отобрать и поделить», как всегда, не получится, одарить бедняка — значит, причинить ему лишь большие страдания. Социальная стратификация пролегает не на уровне банковских счетов и среднемесячных доходов. Люди, живущие в этой стране, в каналах столичных улиц, в венах промышленных городов, разделены в своем ощущении действительности и отношении к реальности. Их сознания работаю по разным алгоритмам, их жизни — это разные миры, и даже разрушение стен, искривление и смешение пространств не изменит их взаимоисключающей физиологии.

    Горьковская «Мать» возвращается. Теперь ее зовут «Елена». Теперь ее жизнь расколота не бурей революции, а холодной, неслышной, невидимой войной богатых и бедных. Она волею рока оказывается меж двух реальностей и совершает экзистенциальный выбор в лучших традициях классиков жанра. Контекст Буриданова осла теряет привычную трагикомичность и в финале фильма явственно переходит в безнадежный размер поэтических строк Данте. Два круга российского ада: состоятельные, но несчастные, и бюджетники, которым положено быть несчастными по закону, смыкаются в образе заглавной героини, в ее напряженной артикуляции, в ее внутренних монологах.

    «Чуть более, чем полностью» хронометраж картины завязан на сравнении двух семей, призванных, само собой, быть «обществом в миниатюре». Глава одной (муж Елены) — набитый деньгами бизнесмен, носитель западных идеалов коммерческой нравственности и русского бесхитростного всепрощения. Отец другой (сын Елены) — безвольный лентяй с иждивенческой психологией. Кто лучше? Конечно, первый. Режиссер, направленно делает этого персонажа не только положительным, по сравнению с его антагонистом, но еще и мучеником, чем откровенно заставляет каждого зрителя симпатизировать своему любимчику, даже если этот каждый уже собрался сострадать типичному выпивохе и попрошайке. Поэтому традиционной для нас ненависти к богачам в фильме не сыщешь, что определенно уже интересно.

    Упреки насчет того, что, говоря по-честному, бедные люди в России отнюдь не лишены благородства и благоразумия, — отставить до лучших времен. Звягинцев берет конкретный случай, наполняет его здоровой порцией бытовых деталей, а претензия на обобществление заметна только в звуках телевизора, который вещает многим знакомые дебил-шоу, вроде, «Давай поженимся». Телевизор как стержневой, объединяющий и репрезентативный символ современной российской жизни — это печально и смешно. Действительно, если никакой другой более весомый в идейном и культурном плане атрибут не может претендовать на сие звание, если последней духовной ниточкой между респектабельными районами и загаженными окраинами остается ящик для дураков, фокус по распиливанию российского народа не удался, и его низ теперь в самом деле не связан с верхом.

    Ощущение коренной разнородности населения, живущего на когда-то одной шестой, для нашей творческой интеллигенции не ново, а как раз наоборот (см. «Счастье мое»). Другое дело, что к невежественным, грубым, тупым деревенщинам (а наши города сегодня — это деревня в бессрочной эмиграции в стране каменных джунглей) можно относиться или как к яростной бессознательной трясине (опять же привет Лознице) или так, как это делает Звягинцев. Вводя в свое повествование Елену, он усложняет противопоставление социальных слоев, наполняя душу фильма подлинным состраданием и истинным смятением. Она, душа картины — душа героини, рвется между едиными противоположностями своей природы, между необходимыми частями своей семьи и совершает трагичное самоуничтожающее предательство. Называется оно «персональный апокалипсис».

    Последние кадры равны первым. Мир не перевернулся, но в одном человеке произошла своя маленькая ядерная война, и теперь выжженная пропасть внутри никогда не затянется, а реальность по-прежнему останется непоколебимо бессердечной. Бедные духом не спасутся деньгами, богатые душой — наплюют на их бессмысленный блеск, мы мертвы — это диагноз, от которого нет лекарства.

    11 декабря 2011 | 22:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Что означает глобальный приток женщин-режиссеров и женщин-продюсеров в наше кино? Есть ли в номинации на «Оскар» «Левиафана» и участии семи российских картин в программах Берлинале хоть капля политики? Почему Восточная Европа сейчас в тренде? И последует ли за бумом-2015 дефицит отечественных лент? КиноПоиск обсудил с программным директором «Кинотавра» Ситорой Алиевой главные тенденции в российской киноиндустрии. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ФокусFocus18 685 137
    2.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service11 880 077
    3.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water10 820 212
    4.Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey10 555 195
    5.Эффект ЛазаряThe Lazarus Effect10 203 437
    27.02 — 01.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ФокусFocus232 637 296
    2.Батальонъ111 964 128
    3.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service59 752 097
    4.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water49 655 498
    5.Книга жизниThe Book of Life37 773 990
    26.02 — 01.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 397 619330 140
    Деньги628 433 299 руб.93 740 074
    Цена билета262,11 руб.2,64
    26.02 — 01.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.Гран ТориноGran Torino8.349
    71.ГонкаRush8.348
    72.Летят журавли8.348
    73.Человек дождяRain Man8.347
    74.Москва слезам не верит8.347
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Мир Юрского периодаJurassic World92.53%
    37.ФранкенштейнVictor Frankenstein92.45%
    38.ВаркрафтWarcraft92.40%
    39.Охотники за привидениямиGhostbusters92.38%
    40.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok92.31%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВоинWarrior201
    Робот по имени ЧаппиChappie9
    Игра в имитациюThe Imitation Game173
    Левиафан510
    Ты не тыYou're Not You6
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Духless 26.535
    ФокусFocus7.236
    Книга жизниThe Book of Life7.639
    Робот по имени ЧаппиChappie7.557
    ЗолушкаCinderella7.523
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МордекайMortdecai12.03
    Суперфорсаж!Superfast!12.03
    ГневTokarev12.03
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent19.03
    Любовная загвоздкаAccidental Love02.04
    премьеры