всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов, Анна Бартули
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (7886)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 15395 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Все мы — гнилое семя, недочеловеки..» — именно эта фраза является ключевой во всем фильме. Бесспорно. Ведь это — повесть о человечности, гуманности, о взаимоотношении людей, о том, как ради любви к близким, их благополучия, человек способен решиться на самые отчаянные поступки. Ради них он самоотверженно готов идти на все, даже на преступление. А. Звягинцев показал этот самый трудный момент из жизни одного человека, который предстает перед выбором: сохранить свою честь, достоинство, человечность, либо помочь своим самым близким, нуждающимся людям — семье. И трудно сказать, погубила ли в себе Елена эту человечность? Она совершила преступление, но в то же время помогла близким. Также тяжело сказать, является ли настоящим человеком Владимир? Он богат, влиятелен, но при всем при этом ужасно скуп, жалеет своих денег нищим родственникам жены. Человек ли Катя — дочь Владимира, которая имея все от отца, довольствуясь его деньгами, живя за его счет, не ценит его, а любит лишь деньги и развлечения?

    И снова вечный мотив — деньги. В современном мире, к сожалению, ОНИ властвуют над людьми, а не наоборот, и именно из-за денег человек теряет свою человечность. Как бы тавталогично это не звучало.

    Вечные философские проблемы, тяжелый выбор, неравенство богатых и бедных, изменение внутреннего мира героя, его души — все это прослеживается в фильмах А. Звягинцева. И «Елена» не исключение. Этот фильм лично для меня вошел в коллекцию любимых. Я не перестаю удивляться таланту и гениальности А. Звягинцева. Он для меня второй режиссер после Тарковского, после которого я научилась любить отечественный кинематограф.

    10 из 10

    7 ноября 2011 | 03:21

    Жил да был вполне талантливый Гас Ван Сент (если не считать его промаха с римейком «Психо»). И было у него детище под названием «Параноид Парк» 2007 года рождения. И было оно очень ничего. Обладало своим неспешным стилем, неголословным шармом, обыденным сюжетом с кульминацией, которая странным образом была практически в конце. И американские молчаливые, «не такие как все» школьники узнавали в персонажах фильма себя, без всяких там презервативов наполненных водой и брошенных на незадачливых прохожих. В «Елене» есть всё то же самое, вот только оно не о школьниках. Точнее, не только о них. Оно о многих из нас.

    Через призму обычных будней пожилой семейной пары, Елены и Владимира, зритель увидит картину то ли смиренного сожительства, то ли внутреннего психологического противостояния между двумя разными классами современного общества. Он — зажиточный и богатый, однажды разведённый, и являющийся отцом богемной, распущенной, хоть и образованной но хамливой взрослой девушке. Она — яркий представитель женщины среднего класса, имеющая от прошлого брака взрослого безработного сына, который, на пару с женой, с завидной регулярностью плодит себе подобных.

    Вот и всё, что вам нужно знать о фабуле. Желательно не читать описание, распространяемое в сети, так как в нём имеется сочный спойлер, который совсем не желательно знать зрителю, не смотревшему фильм. Ещё одна причина не углубляться в описание, потому что можно попросту взять и описать все события. Дело в том, что я не зря вспомнил Гаса Ван Сента. «Елена» — такой же медлительный, живой и обыденный фильм с хорошей операторской работой, как и «Параноид парк». Его основной целью является не вовлечь зрителя, не впечатлить его, а просто показать. Красиво и «на живо» показать. Большую часть фильма не происходит ничего существенного: кто-то просыпается, кто-то готовит кушать под громкий звук телепередач того самого среднего класса, кто-то пьёт пиво на лавочке у подъезда, а кто-то катается на Audi и искоса глядит на толпу строителей, переходящих дорогу у него на пути к спортзалу. Всё это не выдуманный драма-триллер про якобы возможное, всё это про всех вместе взятых, которые пережили лихие 90-е и живут/выживают в развитом 21-м веке.

    Самое важное ждёт зрителя практически в последней четверти фильма. Точнее, не так — всё в фильме является важным и одновременно легкомысленно обыденным, но в этом-то и ценность. Просто в конце прольётся кровь. И не только та, что на официальной обложке. Прольётся она в лучших традициях революции октября 1917 года. Якобы за справедливость, на эмоциях и повинуясь непреодолимому инстинкту.

    В общем, история — историей, но есть ещё и техническая сторона картины. Музыки здесь практически нет. Зато есть хорошая работа над звуковым монтажом. Такое редко встретишь в русском кино. Никакой студийной озвучки персонажей, всё живьём и кристально чисто. Операторская работа тоже хороша. Честно сказать, для таких фильмов она жизненно важно должна быть хорошей, дабы не отворачивало смотреть якобы вяленькое повествование.

    Подсуммировав отличный, пускай и слегка скучный экскурс в жизнь нас самих, отличную концовку, добротные съёмки, на удивление профессиональный (для русскоязычного кинематографа) звуковой монтаж, с уверенностью ставлю ленте 9 из 10. «Наше» кино может быть хорошим. Не массовым, пускай, но, как минимум, качественным — уж точно.

    22 января 2012 | 20:58

    История его творческого пути почти волшебная. «Возвращение» (2003) никому неизвестного режиссера, живущего в нищете в Москве, европейское киносообщество в Венеции аплодировало 15 минут. Фильм куплен в 76 стран мира, включая Иран и Китай, которые кроме своего кино почти ничего не показывают. «Российское кино живо!» — написали после этого десятки кинокритиков. «Изгнание» (2007) — «Золотая пальмовая ветвь» за лучшую мужскую роль. Фильмы Андрея Звягинцева никого не оставляют равнодушным.

    «Елена» не является исключением.

    Ещё в январе 2011 сценарий этого фильма получил совместную премию института Sundance и японского телеканала NHK за лучший сценарий. При вручении премии жюри Каннского фестиваля отметило невероятную мощь этой картины, признав, что посмотревшие её уже не останутся прежними.

    Те, кто сетуют, что у Звягинцева нет «бытовых» историй, мол, сплошь бытие, должны будут порадоваться — в этот раз есть все основания, чтобы сказать — это «бытовая» история: современная Москва, наши интерьеры — какое-нибудь Бирюлево и какая-нибудь Остоженка, богатый дом и обыкновенная квартира в спальном районе.

    Между двумя мирами живёт Елена — жена необычно богатого мужа Владимира и мать обыкновенного сына Сергея у которого обычная русская семья с обычными отечественными проблемами. Именно этот вопрос — «Кто же ты, обычный русский человек?» стал для меня в фильме самым важным.

    Когда жизнь Владимира окажется в опасности, Елена пойдет ставить свечку в церковь. Но вскоре мы поймем, что понятия веры и греха ей на самом деле неведомы. Станет ясно, что по большому счёту «обычный русский человек» живет в мире извращённых нравственных ориентиров. Это мир преступлений без наказаний, человеческие джунгли, где обирают друг друга жертвы нового времени. Однако, даже пытаясь отрицать эти ориентиры или наказания Елена не может избавиться от неизбежного: когда гаснет свет, для любого человека это — просто выбило пробки, а для Елены этот колокол звонит по ней. Теперь она один на один со своим адом в душе…

    К кому вызовет сочувствие этот фильм? На чьей стороне окажется зритель? Этот выбор определит наши нравственные координаты. Замечательный стиль Звягинцева, в котором явственно ощущается уважение к каждому сидящему в зале, снова присутствует в каждой сцене фильма. Его фильмы сильны своей драмой и беспристрастностью. По словам самого режиссёра «искусство призвано ранить человека, чтобы дать ему инъекцию… ранить с тем, чтобы появились силы жить, а такое пробуждение не всегда оборачивается сладостным и приятным времяпрепровождением. Искусство не реабилитационный центр и не массажный салон, где с тебя снимут напряжение после трудного дня. Пусть зритель думает, пусть он сам совершает эту работу».

    9 из 10

    29 сентября 2011 | 20:37

    Фильм «Елена» так же, как и все остальные фильмы А. Звягинцева обязательно станут классикой русской драматургии XXI века. Фильмы Звягинцева, подобны романам Достоевского, или произведениям Бунина, они богаты метафорами и очень поэтичны. Это фильмы не для всех, но для меня — это пища для ума. Я люблю разгадывать загадки, прислушиваться к себе после каждого фильма, и спрашивать себя — А какое же «послевкусие оставил этот фильм?» Ощущение- будто прочитал хорошую книгу, или посмотрел картины великого живописца. Для меня Звягинцев — приемник Балабанова, но только у Звягинцева меньше покойников и треша, больше живописи в картинах. Все фильмы А. Звягинцева отличаются статичностью, очень много внимание и деталей отдано обстановке, природе, и всему тому что окружает героев.

    «Елена» — это Урбан фильм, много городских пейзажей, и мало природы, большое влияние отдано обстановке квартиры в которой живет Елена.

    И так как, для меня это фильм — метафора, то вот немного моего восприятия символов в «Елене»

    Вороны в начале фильма не предвещают зрителям ничего хорошего. Вороны — это символ кладбища и смерти

    Режиссер ярко показывает, что от бедности до богатства длинный путь, только в деградирующей форме

    Фотографии на стене, которые так долго рассматривает Елена, для меня как символ ушедшего и необратимого.

    Мертвая лошадь с всадником.

    Мне эта картина напомнила притчу о дохлой лошади «Если лошадь сдохла — слезь с нее!» Зря героиня так старается — эта лошадь уже сдохла, и ничего не нужно тащить на себе.

    Последняя сцена вызывает кощунственное впечатление, и является как бы перечёркиванием всего.

    Хотя конфликт и драма этой пожилой семьи настолько распространены для нашей России, я не знаю фильмов с подобным сюжетом, так что за сценарий, я поставлю огромный +.

    Я знаю то, что много людей ругают фильмы Звягинцева за обилие мата, за безысходность, и постоянно задаются вопросом — «Чему учат эти фильмы?» Эти фильмы ничему не учат, и не должны. Они обличают Российскую действительность, все самое плохое и черствое в людях.

    Любопытно, но в каждом фильме А. Звягинцева главный герой мужчина — положительный персонаж, а женщина нет. Этот вопрос я оставлю для себя открытым…

    Итак, я познакомилась с этим замечательным режиссером в таком порядке: Левиафан, Изгнание, Елена. Жаль, что не в хронологическом порядке, теперь с удовольствием посмотрю Возвращение…

    8 из 10

    1 марта 2015 | 12:03

    Мой особый интерес к фильму вызвали слова «про классовый конфликт» в одной из рецензий. Однако, его там и нет рядом — Звягинцев рассказывает историю неравного брака. Коллизии между «богатыми» и «бедными», объединенные семейными узами, из-за детей от предыдущих браков происходили в любой стране, в любую эпоху.

    Фильм подчеркнуто антиактуален, что привычно для отечественного артхауса. Показателен ответ Елены на вопрос Владимира в больнице: «а в каком году мы с тобой первый раз встретились?». «В декабре будет 10 лет», — отвечает героиня Звягинцева, не позволяя локализовать события на временной шкале: с одинаковым успехом они могут быть приписаны сегодняшнему дню, отнесены как на 5, 15 лет назад, так и на 20 лет вперед.

    Да и географически место событий не зафиксировать. Разве что только очень эрудированный краевед назовет улицу в центре Москвы, на которой живут главные герои, но режиссер с оператором сделали все, чтобы максимально затруднить узнавание. Так что, увлеченный фильмом отечественный зритель имеет все права посчитать, что история происходила в центре именно его города.

    Столь же привычна для отечественного артхауса, подчеркнуто не желающего снимать дрожащей камерой и каждые 3 секунды менять план, и камера в «Елене», фиксирующая реальность меланхолично-неспешно. К моему удивлению в конце фильма я поймал себя, как раз любителя столь новомодной динамичной стилистики, на том, что ничуть не испытываю никакого дискомфорта, а даже наоборот. Пожалуй потому, что историю пары, мягко сказать «за 50», которой некуда торопиться, и рассказывать стоит спокойно, чтобы соответствовать внутреннему миру героев.

    В «Елене» множество плюсов: просторная картинка; емкие диалоги, c подобранными с хирургической точностью словами; филигранно вырисованные образы героев. Да и возраст героев — и муж, и жена в пожилом возрасте — из-за явного дефицита фильмов для старшего поколения тоже можно посчитать плюсом.

    Однако, лично мне не хватило как раз привязки к контексту, конкретным социальным реалиям. Не редкость, когда к произведениям искусства обращаются, чтобы воспарить в мир идей. В отечественной литературе такое место заслуженно занимают Достоевский, Толстой. В кинематографе — Тарковский, с которым за этот фильм уже начинают сравнивать Звягинцева некоторые киножурналисты.

    Но также не редкость, когда хочется получить пишу для ума об окружающем обществе здесь и сейчас, в котором именно и живешь. А Звягинцев размышляет предельно абстрактно, за что, кстати, часто премируют отечественных режиссеров на западноевропейских фестивалях. Он оставляет слишком много степеней свободы для интерпретации, что кем-то может быть воспринято как нечто, уже граничащее со спекуляцией: легко представляю себе как два зрителя, выйдя из кинозала, могут придти к двум полностью противоположным интерпретациям увиденного.

    Такой фильм наиболее интересен будет именно любителям «вечных тем».

    Оценка:

    6 из 10

    21 августа 2011 | 00:17

    Фильм «Елена» Андрея Звягинцева — это кино, снятое по всем канонам современного русского кинематографа, но при этом глубже многих российских фильмов. Очень психологичный и философский фильм, заставляющий задуматься над многими явлениями, которые так присущи сегодняшней России.

    Сюжет взят самый простой, бытовой. Если рассказать его кому-то, кто не смотрел «Елену», то этот слушатель наверняка подумает, что интересного может быть в этом фильме. Но интересна сам подача этого обыденного сюжета.

    «Елена» затягивает с первого кадра. Затягивает своей естественностью. Все в фильме очень по-настоящему, как в жизни. Время в «Елене» идет не торопясь, много долгих кадров, много случайных звуков, которые прибавляют фильму ощущения реальности(сигнализация на машине, щебетание птиц, какие-то нечаянные разговоры на улицах или в электричках…). Все это стирает грань между кино и жизнью и у зрителя появляется ощущение, что наблюдает он реальною историю.

    Все идут разговоры про конец света в наступившем году. Поздно спохватились. Конец света уже наступил. И такой, как в «Елене», он намного страшнее километровых волн и гигантских землетрясений. Этот постепенный, депрессивный конец света в человеческих душах. Рано или поздно, но с таким поклонением деньгам и материальным благам этот конец света наступит для всех — и это действительно страшнее голливудских фильмов-катастроф. Катастрофа уже случилась. Общество уже покатилось куда-то по наклонной, переступая через любые моральные нормы. Души многих уже исковерканы и лишены всего святого. Сколько людей вокруг, которым действительно не нужно ничего в жизни?! Которые готовы, как сын Елены, всю жизнь пить пиво и плевать с балкона?! Сколько подростков, которые так же уже потеряны в жизни? Разве в 17 лет можно жить без мечты, без целей и амбиций? Нет, можно только существовать, что и показывает Звягинцев образом внука Елены. Молодой парень, ему должны быть открыты все горизонты…а он ограничился игровой приставкой и гоповскими стрелками со своими такими же недалекими друзьями. И его сложно в этом винить…такова сегодняшняя жизнь, политика, общество, ставящее людей в такие условия. Но факт остается фактом — мы наблюдаем повальное вымирание душ. А это страшнее смерти тела.

    Очень понравилось то, как Звягинцев показал современное телевидение. Этот «зомбоящик» выступает верным попутчиком того конца света, о котором говорится в «Елене». С центрального телевидения на людей обрушивается гигантское количество грязи, пошлости, глупости и негатива. То, что когда-то было создано на благо человечества, теперь действительно зомбирует и провоцирует деградацию ума. Вспомнить хотя бы один из последних эпизодов, когда сын Елены садится с бутылкой пива у большого телевизора, смотрит «Давай поженимся» и тем самым вытравляет из головы последние остатки нечаянно попавших туда мыслей.

    «Елена» — фильм, который заставляет задуматься над собственной жизнью.

    Я заметила, что некоторые пишут, что русскому кино не хватает таких образов, с которых хотелось бы брать пример. Да, этого действительно не хватает. Но зато есть мощные антиобразы в которых страшно узнать себя и от которых хочется уйти как можно дальше. И существование таких героев тоже нужно.

    P.S. На сайте, на котором я смотрела «Елену», в комментариях к фильму умудрились развести ужасный, тупой срач…мелочь, а печально. Под таким философским фильмом, который заставляет задуматься над собой и вообще обществом.

    Вот он — современные менталитет. Вот оно — доказательство того, что фильм действительно о сегодняшней жизни и ее суровых, бездуховных, хамских нравах.

    15 января 2012 | 18:02

    История хорошо упакована в меланхоличную упаковку а-ля Тарковский. Читая рецензии на сайте, я заметил, что многих это раздражает и вызывает чувство словно их обманули малопонятными длинными планами. Однако суть приёма понятна — стены повествования должны быть нейтрального цвета, чтобы правильно смотрелась мебель событий.

    Сюжет фактически продолжает рассуждения автора фильма — в «Изгнании» поднимаются те же вопросы крови и динамики поколений в условиях выживания. Что сказать — в целом «Елена» фильм клёвый, хорошо прочищает мозги как, допустим, прослушивание Вивальди.

    Главных выводов два.

    Первый о том, что выбор у нас небогат в текущем историческом периоде. Либо ты озвереешь, либо тебя сожрут. Для тех, кто не обратил внимание на диалог внутри елениного семейства в концовке, подчеркну, что «договориться по поводу квартиры» фактически означает «убрать с дороги второго наследника».

    И страха, если честно, внутри нет от этой истины. И даже нет страха от отсутствия страха. Это просто та жизнь, которую мы имем. На смену человеческой морали пришла мораль силы. Хотите сокрушайтесь, напивайтесь, молитесь, но день придёт и Вам придётся выбрать — быть чьим-то скотом на убой или показать клыки. Время доброты кончилось, сказки пора переписывать заново, ибо они учат вещам, противоречащим выживанию.

    Второй вывод о том, что чувство обмана после просмотра всё же сохранилось. Совершенно лишняя на мой взгляд белая мёртвая лошадь, как и выключение света. Это просто перебор с эстетством. Нам намекают на то, что якобы высшая сила обозначает своё отношение к происходящему, реагируя на грех убийства. Но ничего подобного в реальной жизни не происходит. Убийцы живут спокойно и плодят себе подобных в шикарных коттеджах безо всякого чувства вины. Мне лично известно штук десять таких ситуаций, да Вы и сами знаете как решаются вопросы в судах и полиции. Чувство вины — это именно та сказка, которую надо отменить первой.

    Добро пожаловать в новый век, господа!

    6 ноября 2012 | 14:34

    Эта история повествует о женщине (Надежда Маркина), которая является матерью и женой. Казалось бы, в наши дни почти каждая женщина в возрасте Елены совмещает эти обязанности. Но между сыном Елены Сергеем (Алексей Розин) и мужем Владимиром (Андрей Смирнов) огромная разница. И эта разница не только в возрасте, материальном положении и мировоззрении, а прежде всего в стремлении к лучшей жизни, в воспитании и чувстве собственного достоинства.

    Фильм Андрея Звягинцева получился очень атмосферным. В нем очень много статичных кадров, которые нагоняют тоску, но в то же время интересно наблюдать за развитием событий. Картина действует угнетающе на зрителя, но каждый безусловно начинает задумываться о судьбе героев, да, наверно, и о своей собственной.

    В фильме нет ни абсолютно положительных, ни абсолютно отрицательных героев. Каждый из них по своему прав. И каждого можно в чем-то обвинить. Елена живет между двух миров, но материнское сердце не дает ей забыть и оставить сына в трудную минуту, хотя он, на мой взгляд, этого и не заслуживает.

    Великолепно сыграла свою роль Надежда Маркина. Елена в ее исполнении — понятная каждому русская женщина, образ которой делает жизненной всю картину. Смирнов и Лядова — отец и дочь, между которыми, несмотря на внешнее непонимание и нелюбовь, существует невидимая нить, роднящая их, объединяющая и сближающая.

    Каждый кадр картины Звягинцева можно осмысливать, трактовать по своему. Нет в фильме ни одного лишнего слова, эпизода. Каждая ситуация монотонно и контеленно вытекает из другой, как это часто и бывает в жизни.

    Этот фильм для умного зрителя, который готов потратить два часа времени на то, чтобы посмотреть и не пожалеть, независимо от того, понравится им фильм или нет. Андрей Звягинцев безусловно талантливый режиссер, который поднимает в своих фильмах актуальные проблемы современности. Надеюсь, что это не последняя его режиссерская работа. Фильм полностью оправдал мои ожидания!

    10 из 10

    13 октября 2011 | 17:59

    Трилогию Андрея Звягинцева о семье давно пора признать наиболее качественной трактовкой сущности идеи взаимодействия между людьми в рамках иллюзорных традиционных институтов общества.

    И действительно одним из наиболее распространенных последствий любви, которая не успела завершиться, является ее оформление в виде брака. По количеству выстроенных иллюзий он почти ничем не уступает своей основе, а именно любви (хотя это основа в очень редких случаях).

    Уже третий раз этот гениальный режиссер показывает нам, что семья и в понимании отношений между супругами, и в понимании рождение и воспитание детей — это ответственность, к которой люди в принципе не готовы.

    Он объясняет, что для нас становятся важными новые ценности. Это — стремления к полному безделью, аморальности и лени, которое бы обеспечивалось деньгами других людей. Это отсутствие стремления к развитию вглубь нас самих. Оно заменяется стремлением к использованию близких и чужих. Это фундаментальная ошибка в основе мироздания.

    Навязанные массовой манипуляцией сознанием через СМИ, культуру, воспитание необходимость — это стремление к любви, дружбе (массовой), семье, счастью и другим выдуманным институтам лишение людей их интеллектуальной и физической свободы. Новые формы насилия.

    Многих и нас учили тому, что мы должны будем подойти в некой грани. Эта грань — ответ «да» на предложение из идеалистических фильмов, книг и песен. Но никто серьезно не подумал рассказать нам что каждого ожидает после ответа «да». Когда рутинность превратится в норму, свобода будет заменена узами ответственности, а время в незаметное удовольствие. Жизнь устроена так, чтобы превратить брак людей в ад, если они ментально и материально не готовы к нему.

    Сколько можно жить настолько шаблонно? Жениться для окружающих, для родителей, для обеспечения своего материального существования, для лечения одиночества собственного болезненного и несчастного «эго». Навязанный нам воспитанием, идеологией, религией, кинематографом, книгами стереотип. Нелепое вечное обещание, которое никто не может исполнить, поскольку может измениться уже на следующий день. Ведь отношения между людьми — это соотношения на двух числовых индикаторах, которые меняются каждый день.

    А что дальше? Ребенок рожден для удовлетворения собственных современных или будущих потребностей, материальных, психологических или духовных. Ребенок рожденный в неполноценной семье и вырастет неполноценным, потому что запрограммирован на реализацию цели к которой по своей сущности он не может иметь отношения.

    Так мы и живем. В идеалах передач «Малахов +», «Контрольная закупка», «Пусть говорят», «Давай поженимся». Они и есть шум черной драмы вокруг.

    Дочь говорит отцу: «Безответственно — это автоматически плодить себе подобных, сознательно больных и обреченных, ибо их родители сами мягко говоря больные и обречены. И делать это, руководствуясь тем, что все так делают, потому что в этом есть как бы высший смысл, что нам не дано знать. Потому что мы всего лишь исполнители какой-то высшей воли. Говно не может быть не вкусным, потому что миллионы мух не могут ошибаться.»

    Именно сквозь призму этих идей режиссер невероятно точно наносит удар в сердце стереотипов сознания и не вмешиваясь со своим мнением иллюстрирует чистоту мысли и восприятия такого стереотипного парадокса как организация коллективной жизни современной семьи.

    9 из 10

    30 декабря 2012 | 17:49

    Последний оплот интеллигентской духовности — кинематограф Андрея Звягинцева, берет вершины социальной тематики, пытаясь и этот неблагодарный дискурс обратить в философские искания. Камера уже не тонет в туманных пейзажах, время не отмеряется восходами и закатами. Город, кирпич, квартира. Мир четко разграничен на отдельные пространства, удаленные друг от друга на расстояния культур. Звягинцев ищет диагноз больного общества и обнаруживает, что пациент давно мертв, а по его разлагающемуся телу ползают черви. И вовсе ненужно переносить метафоры режиссера в реальность, ведь он скорее предрекает, нежели констатирует. Акт спасения заранее обречен, ибо изначальные ошибки уже встроены в наш массовый разум. «Отобрать и поделить», как всегда, не получится, одарить бедняка — значит, причинить ему лишь большие страдания. Социальная стратификация пролегает не на уровне банковских счетов и среднемесячных доходов. Люди, живущие в этой стране, в каналах столичных улиц, в венах промышленных городов, разделены в своем ощущении действительности и отношении к реальности. Их сознания работаю по разным алгоритмам, их жизни — это разные миры, и даже разрушение стен, искривление и смешение пространств не изменит их взаимоисключающей физиологии.

    Горьковская «Мать» возвращается. Теперь ее зовут «Елена». Теперь ее жизнь расколота не бурей революции, а холодной, неслышной, невидимой войной богатых и бедных. Она волею рока оказывается меж двух реальностей и совершает экзистенциальный выбор в лучших традициях классиков жанра. Контекст Буриданова осла теряет привычную трагикомичность и в финале фильма явственно переходит в безнадежный размер поэтических строк Данте. Два круга российского ада: состоятельные, но несчастные, и бюджетники, которым положено быть несчастными по закону, смыкаются в образе заглавной героини, в ее напряженной артикуляции, в ее внутренних монологах.

    «Чуть более, чем полностью» хронометраж картины завязан на сравнении двух семей, призванных, само собой, быть «обществом в миниатюре». Глава одной (муж Елены) — набитый деньгами бизнесмен, носитель западных идеалов коммерческой нравственности и русского бесхитростного всепрощения. Отец другой (сын Елены) — безвольный лентяй с иждивенческой психологией. Кто лучше? Конечно, первый. Режиссер, направленно делает этого персонажа не только положительным, по сравнению с его антагонистом, но еще и мучеником, чем откровенно заставляет каждого зрителя симпатизировать своему любимчику, даже если этот каждый уже собрался сострадать типичному выпивохе и попрошайке. Поэтому традиционной для нас ненависти к богачам в фильме не сыщешь, что определенно уже интересно.

    Упреки насчет того, что, говоря по-честному, бедные люди в России отнюдь не лишены благородства и благоразумия, — отставить до лучших времен. Звягинцев берет конкретный случай, наполняет его здоровой порцией бытовых деталей, а претензия на обобществление заметна только в звуках телевизора, который вещает многим знакомые дебил-шоу, вроде, «Давай поженимся». Телевизор как стержневой, объединяющий и репрезентативный символ современной российской жизни — это печально и смешно. Действительно, если никакой другой более весомый в идейном и культурном плане атрибут не может претендовать на сие звание, если последней духовной ниточкой между респектабельными районами и загаженными окраинами остается ящик для дураков, фокус по распиливанию российского народа не удался, и его низ теперь в самом деле не связан с верхом.

    Ощущение коренной разнородности населения, живущего на когда-то одной шестой, для нашей творческой интеллигенции не ново, а как раз наоборот (см. «Счастье мое»). Другое дело, что к невежественным, грубым, тупым деревенщинам (а наши города сегодня — это деревня в бессрочной эмиграции в стране каменных джунглей) можно относиться или как к яростной бессознательной трясине (опять же привет Лознице) или так, как это делает Звягинцев. Вводя в свое повествование Елену, он усложняет противопоставление социальных слоев, наполняя душу фильма подлинным состраданием и истинным смятением. Она, душа картины — душа героини, рвется между едиными противоположностями своей природы, между необходимыми частями своей семьи и совершает трагичное самоуничтожающее предательство. Называется оно «персональный апокалипсис».

    Последние кадры равны первым. Мир не перевернулся, но в одном человеке произошла своя маленькая ядерная война, и теперь выжженная пропасть внутри никогда не затянется, а реальность по-прежнему останется непоколебимо бессердечной. Бедные духом не спасутся деньгами, богатые душой — наплюют на их бессмысленный блеск, мы мертвы — это диагноз, от которого нет лекарства.

    11 декабря 2011 | 22:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Что означает глобальный приток женщин-режиссеров и женщин-продюсеров в наше кино? Есть ли в номинации на «Оскар» «Левиафана» и участии семи российских картин в программах Берлинале хоть капля политики? Почему Восточная Европа сейчас в тренде? И последует ли за бумом-2015 дефицит отечественных лент? КиноПоиск обсудил с программным директором «Кинотавра» Ситорой Алиевой главные тенденции в российской киноиндустрии. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    На экраны вышел фильм «Орлеан», где Елена Лядова сыграла роль парикмахерши Лидии, которая спит со всеми подряд и, не терзаясь размышлениями о морали, один за другим делает аборты. Еще один неоднозначный экранный образ героини «Елены» и «Левиафана» стал поводом для того, чтобы вспомнить все, что мы знаем об актрисе. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 341 282 042
    2.ВыжившийThe Revenant12 779 530
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens11 116 684
    4.И грянул штормThe Finest Hours10 288 932
    5.Миссия в МайамиRide Along 28 426 610
    29.01 — 31.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3372 163 725
    2.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa67 394 505
    3.5-я волнаThe 5th Wave53 525 214
    4.Статус: Свободен37 280 311
    5.ВыжившийThe Revenant35 685 759
    29.01 — 31.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 741 205299 536
    Деньги720 000 641 руб.82 623 719
    Цена билета262,66 руб.1,62
    29.01 — 31.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    110.Легенда о пианистеLa leggenda del pianista sull'oceano8.235
    111.Девчата8.232
    112.Семь жизнейSeven Pounds8.230
    113.АртистThe Artist8.229
    114.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.228
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.До встречи с тобойMe Before You90.70%
    42.Книга джунглей: НачалоJungle Book: Origins90.64%
    43.Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass90.63%
    44.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.26%
    45.Чёрная ПантераBlack Panther90.26%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ДэдпулDeadpool1
    Девушка из ДанииThe Danish Girl34
    Война и мирWar & Peace15
    Римские свиданияAll Roads Lead to Rome3
    Аргонавты2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.784
    И грянул штормThe Finest Hours7.500
    30 свиданий6.241
    Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa6.626
    ВыжившийThe Revenant7.974
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ДэдпулDeadpool11.02
    В центре вниманияSpotlight11.02
    Лазурный берегBy the Sea11.02
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    премьеры