всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (5572)
ожидание: 94% (685)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7551 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Третья полнометражная режиссерская работа Андрея Звягинцева в определенном отношении довольно сильно отличается от первых двух. Если в «Возвращении» и «Изгнании» действие происходило в некоторой более-менее условной реальности, так или иначе отграниченной от бурь повседневной жизни, то сюжет «Елены» разворачивается в самой гуще последних. Эта смена пространства дала очень интересные плоды, наглядно показав, какой видят повседневность — даже вне зависимости от своих творческих намерений — Звягинцев и его теперь уже постоянный соавтор Олег Негин.

    Сколь бы неожиданно и шокирующе подобное ни прозвучало, «Елена» есть опыт построения социальной зоологии (или зоологической социологии), где современное российское общество четко делится на два биологических класса — «верхи» и «низы». Не менее привычные для русского уха слова «народ» и «интеллигенция» здесь употребить невозможно, да и понятие «элита» едва ли будет уместным. «Верхи» представляют два персонажа: Владимир (само это имя — «владеющий миром» — выбрано явно не случайно) и его дочь Екатерина. Их экономическое и интеллектуальное господство над окружающими — тирания, едва сдерживаемая лишь представлениями о долге и этикете (в случае Владимира) или тотальным равнодушием (в случае Екатерины). Их единственное кредо — собственное удовольствие, а близкие люди, не говоря уж о не близких, воспринимаются исключительно как объект достижения этого удовольствия. Драматургия подобного социального превосходства прописана в фильме с изумительной точностью. «Я дам [тебе] ответ через неделю. Сделай мне, пожалуйста, кофе». «- Ну, какие у тебя планы на сегодня? — Уборка по дому. — У меня спортзал. Лена, вещи мои принеси». «- Скажи, а тебе совсем не жалко своего отца? — Жалко, Елена Анатольевна, у пчелки в жопке». Однако Екатерина, в чьи уста вложена последняя фраза, сурова не только к чужим и даже не только к родным: «Мы все гнилое семя, недочеловеки». Упадок, духовное и физическое вырождение — лейтмотив ее обладающих термоядерным эффектом речей. Собственно, оба носителя речи — умной, литературной речи — оказываются лишь знаменосцами упадка. И оба больны. Владимир — человек с больными потрохами (перенесенный десять лет назад перитонит, то есть воспаление брюшины, во многих случаях гнойное) и с больным (больным не только в переносном, но и в прямом смысле) сердцем. Екатерина же подозревается заглавной героиней, Еленой, в бесплодии.

    Сама Елена, выступающая здесь объектом двойного унижения, представляет вторую категорию — «низы». В противоположность вымирающим «верхам», сын Елены плодится и размножается на славу, но такое размножение — лишь ад механического прироста дебилов. И сам этот сын, и его сын, семнадцатилетний подросток, — карикатуры на человека, однако карикатуры в высшей степени реальные: с вот точно такими персонажами ежедневно сталкиваешься на улице и в подъезде. Их убогое, ленивое и злобное существование не знает абсолютно ничего, кроме сидения на диване, пива, чипсов, соленых орешков и видеострелялок. В сущности, это тот же мир бессердечности, отчуждения и замкнутости на собственном удовольствии, только попроще: «Тань, Тань, Тань, орешков принеси мне!» И Елена — бывшая санитарка (профессия здесь крайне важна: с одной стороны, человек, лечащий, выхаживающий других, но с другой — человек, выполняющий наиболее простую, грязную и низкооплачиваемую работу), самоотверженное, преданное и благородное существо — должна в предельно обостренном авторами конфликте выбрать между теми и этими, между «верхами», куда она попала вследствие любовной истории, и «низами», из которых вышла. Выбрать через трагический, ломающий жизни поступок.

    Однако финал не просто открыт — он в определенной степени смазан. Мертвая лошадь, свет, гаснущий в целом квартале, уличная драка, где, казалось бы, должен погибнуть внук Елены (по законам ветхозаветного возмездия, воздающего потомкам за вину предков), — все как бы приглушается, обертывается в некий тихий кокон или пелену. С другой стороны, в этой размытой, очищенной от яркого финального жеста концовке есть четкое авторское высказывание: опустевшее жилище бесплодных властителей и интеллектуалов будет рано или поздно занято активно размножающейся массой, которой они повелевали и которой презрительно помыкали при жизни.

    Социальный диагноз, поставленный Звягинцевым, — к сожалению для российского общества, точен. Разумеется, это далеко не вся картина социума, но эта та ее часть, что фиксирует стержневой, центральный процесс. Именно на нем, кстати, сломался недавно Сергей Лозница, чей фильм «Счастье мое» оказался настолько переполнен всеобъемлющим социальным отчаянием, что жанр ленты вполне можно охарактеризовать как «психический срыв режиссера». У Звягинцева ничего подобного нет: он предельно собран и сдержан, но рассказанная им история болезни — из той же картотеки, что история, рассказанная Лозницей, и, с другой стороны, истории, уже два десятилетия рассказываемые Алексеем Балабановым. Как бы то ни было, этот блестяще сделанный фильм (с великолепными актерскими работами Надежды Маркиной, Андрея Смирнова, Елены Лядовой, изумительной операторской работой Михаила Кричмана и завораживающей музыкой Филипа Гласса) — довольно неожиданный поворот линии Тарковского в российском кинематографе, точнее — той ее ветви, которую представляет собой Звягинцев.

    26 августа 2014 | 15:08

    Ко всему важно подобрать ключ. Причем желательно, чтобы этот ключ и тот замок, к которому ты его подбираешь, тебя одинаково интересовали. До сих подбирать ключики к фильмам Андрея Звягинцева мне было скучно. Да и по сути подбирать было нечего: европейский фрейдизм, теория отношения полов, феминизм, мачизм — все на поверхности.

    После фильма «Елена», премированного на Каннах и обласканного отечественной критикой, я, что называется, уснуть спокойно не смог. Так просто ключик к нему подобраться не смог.

    Казалось бы, что тут можно обсуждать? Типичный проевропейский арт-фильм. Да, весь в современности, с современными персонажами, весьма неприятными, надо отметить. Но какой-то «бытовухи», в которую пытается играть, скажем, Борис Хлебников, или лобовой сшибки серой реальности происходящего и нарочитой вычурности картинки, как это происходит в картинах Николая Хомерики, здесь нет.

    Диалоги без надрывов, заломленных рук и рассуждений о судьбах мира. Так говорят нормальные люди, и такое, честно говоря, в отечественном кино услышать можно крайне редко.

    Периодически оператор застывает, медитируя, на фрагменте интерьера или неброской детали, вроде ветви дерева, но потом вдруг взрывается бесконечным планом, насквозь пронизанным динамикой происходящего, как в сцене драки мытищинских «пацанов» с пришлыми на фоне дымящих труб теплоэлектростанции.

    «Елена» притягивает, не дает оторваться от происходящего. Чем-то может быть похоже на сокуровскую «Александру», но там держал в постоянном напряжении вполне очевидный саспенс — пожилая, слабая (внешне) женщина на формально враждебной территории — в чеченском городке.

    Здесь же главная героиня находится во вполне комфортных условиях. Ее муж, Владимир (харизматичный как всегда Андрей Смирнов), миллионер-циник, пусть и относится к ней, как к домохозяйке, но где-то ее любит. Сорокалетний сын-лоботряс индифферентно хлебает пиво перед телевизором в мытищинской квартире, в окружении вечно беременной жены и сына-переростка, которому позарез нужно отмазаться от армии. Круг обстоятельств вокруг героини сжимается слишком медленно, чтобы вызывать в зрителе чувство опасности и хоть какое-то сочувствие.

    Тем более, что и ключевой поступок главной героини и его последствия не могут вызывать в зрителях одобрения. Собственно большинство смотревших картину были недовольны отсутствием финального возмездия Елене и ее детям.

    Ключ к пониманию «Елены», на мой взгляд, лежит в иной плоскости. Главным на пути прочтения стал персонаж Владимира, циничный бизнесмен, который каждый раз язвительно проходится по безработному сыну Елены (хотя у самого дочь-бездельница) в том духе, что «надо работать, делом заниматься». В принципе ассоциация с чеховским Серебряковым, противоречивым персонажем «Дяди Вани», должна была возникнуть моментально, но отечественный кинематограф за десять лет жизни в постмодернизме как-то отучил нас от того, что в качестве культурного бэкграунда можно использовать русскую классику. Вспомним, что и жену Серебрякова зовут Елена.

    Но здесь, конечно, не дословное прочтение «Дяди Вани», образы спрессованы, акценты смещены, в самой Елене сошлись и смиренность и инерция дяди Вани Войницкого (когда она занимается делами мужа), и циничность Астрова (Елена бывший медработник), и нелепый оптимизм Сони в финале («Мы будем жить, мы увидим небо в алмазах»). Увидели, что уж тут сказать, когда семья Елены в полном составе переезжает из Мытищ в шикарные апартаменты покойного Владимира.

    Чеховские мотивы у Звягинцева, скрещиваясь с неприятной реальностью, мутируют и порождают чудовищ. Делом, говорите, нужно заниматься? Так вот вам, господин инфартник Владимир, «Виагры» в стакан.

    Будем жить, говорите? И вот уже сын-бездельник радостно сообщает матери, что та в третий раз станет бабушкой. И от этой жажды жизни, ползучей, всеохватывающей, всепожирающей становится страшно.

    Но дядя Ваня, а точнее тетя Лена, по-прежнему мягкотелый интеллигент, которым нечувствительно манипулируют окружающие. И если у Чехова Войницкий стреляет в Серебрякова и промахивается, то за прошедшие сто лет Елена отточила приемы и условия, при которых ее удар будет точным и смертельным. Правда все равно она будет потом по-интеллигентски мучиться от совершенного греха.

    Опять же если у Чехова, дядя Ваня был плоть от плоти социума, то Елена кажется неким чужеродным элементом в мире тотальной ненависти богатых к бедным и бедных к богатым. Вымирающая, как динозавр. Оставляющая планету приматам с пивасом, флегматично поплевывающим с балкона.

    9 из 10

    21 ноября 2011 | 12:14

    «Элитарное кино позволяет наслаждаться им лишь немногим..»

    Я совершенно случайно посмотрела этот фильм. После просмотра у меня осталось гнетущие ощущение безысходности, я впала в уныние, затем в мой еще неокрепший разум прокралась мыслишка, что жизнь в этом мире абсолютно бесцельна и бессмысленна, и я вместе с другими людьми медленно проваливаюсь в бесконечную серую пропасть, из которой я никогда не смогу выбраться…

    И недавно, когда я еще только-только выла из депрессии, и моя психика немного восстановилась, я зашла на этот сайт, дабы узнать, что же это за фильм. И снова впала в депрессию, узрев, что «Елена» получила пальмовую ветвь на фестивале в Каннах. А теперь, оправившись после шока, решила написать эту рецензию.

    Я не буду отрицать того, что все, показанное в фильме — правда. Да, таких людей, как сын Елены и его семья, к сожалению, достаточно в России. И это ужасно. Это действительно проблема нашей страны, и ее очень сложно решить, ведь все зависит от самого человека.

    Сама Елена… я не считаю ее сложным, двусмысленным персонажем. Наоборот, здесь все просто. Ею движет слепая материнская любовь, хотя, как мне кажется, без любви к деньгам тоже не обошлось — не захотела Елена коротать свой век на ренту. Я не думаю, что она раскаялась. Возможно, где-то в глубине души она испытывает некий дискомфорт, но он моментально исчезает, когда ее полный умиления взгляд падает на сыночка, мирно попивающего пиво… на невестку, ждущую очередного никому не нужного ребенка… на малыша, до которого никому нет дела… на внучка, плюющего с балкона. Да, она получила то, что хотела.

    Катя. Она для меня самый человечный герой из всего фильма. Пусть она эгоистична, пусть ведет разгульный образ жизни и прожигает деньги отца. Но ее язвительные шутки, а не тупое кудахтанье Елены помогают Владимиру почувствовать себя лучше. Она искренне сожалеет о смерти отца, несмотря на то, что не демонстрирует это на людях, в отличие от рыдающей вдовы.

    Я не хочу доказать этой рецензией, что фильм плохой, что он не стоит вашего внимания. Я не буду заявлять, что не поняла посыла режиссера. Ноя не буду писать на него восторженный отзыв, крича о том, что фильм гениален, лишь для того, чтобы доказать всем и самой себе, что отношусь к истинным ценителям великого кино. Я не понимаю, почему «Елену» называют шедевром. Да, фильм неплох, видно, что его снимали профессионалы (особенно постарался оператор — очень красивые виды). Но идея фильма не нова и никак не оригинальна.

    Но причина того, что моя рецензия имеет красный оттенок — необычайный, лезущий из всех щелей пафос. Вам не понравился этот фильм? Тогда вы не можете отнести себя к любителям изысканного кино. Белая лошадь, погибшая на дороге, внезапно погасший свет — вы еще не поняли гениальную задумку? Основная мысль фильма хороша, но она, по моему скромному мнению, не должна затмевать собой весь фильм, и лучше, если эта мысль довольно глубоко запрятана, и зритель должен сам до нее дойти. Фильм не может с самого начала заявлять себя на гениальность… нужно, чтобы его признали гениальным.

    Фильм не оставляет надежды на светлое будущее. Страшно, если кто-то посмотрев его, решит, что нашем мире нет ярких красок — только серая мгла… А светлое будущее всегда может быть. Все зависит только от нас.

    6 из 10

    12 февраля 2012 | 20:03

    Ни для кого не секрет, что сейчас миром правят деньги, вот и главная героиня фильма ради денег, в угоду своей семье и ради их светлого будущего идет на тяжкий грех…

    Андрей Звягинцев — это безусловно очень талантливый режиссер и будущее российского кинематографа, который в плане режиссуры опирается на своих любимых и близких ему по стилю мэтров режиссерского цеха: Антониони, Тарковского и Брессона, снял на этот раз реалистичную бытовую драму и довел ее до высокого уровня, подтверждение тому награда в Каннах.

    Фильм на контрасте показывает богатых и бедных людей, противопоставляя их друг другу, однако и те и другие, судя по их поступкам и поведению одинаково пустые люди и недочеловеки и последние тут никогда не станут первыми.

    По мимо актерских работ, стоит отметить удачно вписавшуюся в нашу действительность музыку Филипа Гласса, нагнетающую тревогу и неизбежность происходящего и конечно операторскую работу Михаила Кричмана.

    Подведем итог. На мой взгляд фильм в целом удался, и то что режиссер хотел донести то зрителей он донес, но все же фильм уступает его ранним работам: Возвращению и Изгнанию. Виной ли тому скудность материала и узкие рамки данного жанра, в котором особо не развернуться — скорей всего.

    9 ноября 2011 | 13:53

    Глубоко впечатлена фильмом «Елена». На протяжении всего просмотра не покидает ощущение полного присутсвия в реальности героев, идеальные кадры, ни одного лишнего слова в репликах героев, ни одной несущественной детали (сбитая белая лошадь на переезде, отключение электричества во время застолья, каналы, которые смотрит Елена и т. д.) Каждый предмет не только интерьера, но и одежды даёт заочную исчерпывающую характеристику каждому персонажу, вплоть до рисунка на постельном белье. Удачно применён приём контраста и сопоставления: дом Елены и Владимира — жилище сына, свеча за здравие — убийство, трепетное отношение к внукам — холодный расчёт при заметании улик; любопытно сопоставить сына Елены и дочь Владимира.

    Сюжет довольно прост: материнский инстинкт толкает Елену, даму в возрасте, с глазами преданной собаки, на преступление, однако поступок её воспринимается не как геройство, сочувствия к этой женщине нет. 10 лет совместной жизни с рассудительным, знающим цену труду, человеком не добавили ей ума: как была сиделкой, так, по сути, ею и осталась. Вырастила сына-планктона, нашла тысячу оправданий его убожеству и продолжает в том же духе влиять на воспитание внука. Налицо ограниченная «философия» мещанства: есть мы, а есть богатенькие; «вот жмот», как сказал её сын в адрес Владимира. Таким, как Елена и её родня, вполне хватает тёплого сарая и корыта перед носом, они дальше будут размножаться, жрать и жаловаться на обделённость. Вечная мечта о равенстве, о том, как «последние станут первыми» будет греть самолюбие, а о том, что первые места надо ещё заработать, мысль не шевельнётся, куда удобнее на всём готовеньком: будь то мама с большими сумками или деньги из сейфа мужа.

    Больше сочувствия вызывает Катя, дочь Владимира, однако и с ней не всё ясно: востра на язычок, не жалует родителя вниманием, однако с удовольствием живёт за его счёт. «Гнилое семя» — звучит из её уст как приговор.

    Фильм в достаточной мере обнажил социальный, экономический, духовный кризисы общества; тут вам и проблема «отцы и дети», и «булгаковская» Москва и откровенная достоевщина. Мещанство — бездонная бочка, сколько в неё не кидай, всё равно пуста будет, и да, те самые, на «верхушке», действительно право имеют решать, кто достоин куска их хлеба, а кто нет.

    10 декабря 2011 | 02:30

    Похоже, Звягинцев стал европейским режиссером. Тот блеск и ровность, с которой выстроена Елена, не свойствен русской манере съемки и повествования. Хотя образ самой Елены, которую так нежно и верно воплотила Надежда Маркина, наполнен исконно русскими чертами и любовью. Образ же её мужа, крайне без эмоционального, неверующего и богатого человека, играемый неподражаемым Андреем Смирновым, пропитан европейскими чертами стареющего бизнесмена, не нуждающегося ни в чем. Не могу так же не отметить многогранность игры Елены Лядовой, дочки богатого мужа Елены: в её образе присутствует как холодная расчетливость и максимализм избалованного дитя, так и язвительные и хищные, но теплые нотки.

    Звягинцев явно сталкивает два мира: мир богатых и стерильных, и мир бедных и агрессивных людей. И Елена, как не определившееся звено между мирами (классами) современного общества, вынуждена бороться за мир своей семьи, мир бедных, в то же время, оставаясь в мире богатых.

    Как и принято в Европе, визуально фильм выверен чрезвычайно точно — тяжелые статичные кадры, не спеша сопровождающие весь фильм, остро подчеркивая стерильность общества обеспеченных, но больше всего поразили длинные планы природы и окружающего мира: восхода солнца, птиц, высоток, электрички. Благодаря тонкой работе оператора Михаила Кричмана, выстраивающего кадры издалека, из-под бока героев, зритель как бы наблюдает все со стороны, не принимая непосредственного участия, а лишь наблюдая за людьми и их мирами.

    Интересно будет отметить повторение в определенных местах одного и того же музыкального мотива, в то время как большую часть фильма саундтрек отсутствует, что придает фильму реалистичную напряженность и колорит.

    Фактически в Елене мы наблюдаем, как томится русская душа в этом денежном обороте стерильно-обеспеченных миров, как неуютно ей в богатой, но холодной квартире. Звягинцев четко определяет современную ситуацию на планете и в России: оба противоборствующих мира одинаково противны, и Елена, та нейтральная сторона, выбирает нечто среднее между ними.

    Показательно и то, что в финале гопники избивают друг друга на задворках Москвы, а затем, тихо и мирно, новообретенная семья пьет чай в роскошной квартире. Актуальное кино.

    24 мая 2012 | 14:00

    Ну вот, наконец-то набрел на тот самый фильм, который оказался мне по душе и не по душе одновременно. Это третий фильм Звягинцева, который я посмотрел, и здесь гораздо больше нашего хлеба руззко-насущного, чем в «Изгнании» и «Возвращении». Я бы сказал, он даже является урбанистическим антиподом двух предыдущих «аграрных».

    Звягинцев показал все очень наглядно: и чипсы под пивасик, и водочку для походочки, и сороколетнюю жопу на диване. Ведь это так по-руззке! Помимо этого, режиссер максимально приблизил картину к реальности, продемонстрировав чуть ли не все физиологические и бытовые процессы, совершаемые протагонистами. Это бросается с первых минут, когда Елена, проделав путь на электричке в несколько километров, оказывается в самом типичном ближнеподмосковном доме с исписанными стенами после дорогого элитного дома в центре Москвы с консьержем. Контраст на лицо.

    Пусть меня заклюют, но мне куда милей Владимир, который заработал на жизнь сам, и даже неважно, каким путем он это сделал. В любом случае мне вор милей, чем кровопийца. А Елена в данном случае выступает в обеих ролях. Да и, уж простите меня, не увидел я никаких рабовладельческих наклонностей со стороны мужа по отношению к жене. Если принести завтрак в постель и сварить кофе уже приравниваются к услугам служанки, то я чего-то не понял. На меня также не произвела отрицательного впечатления Катя, и уж на «богемную девушку» она точно не смахивает. Я представлял себе расфуфыренную блондинку с ботоксом и силиконом, как минимум.

    Что касается всего семейства, порожденного Еленой, то тут Звягинцев сработал просто феноменально. Каждый, увидев подобных персонажей, вспомнил какого-то своего знакомого, которому кроме как выпить и закусить не нужно ровным счетом ничего. Ментальность берет верх. В фильме минимум диалогов и вовсе нет музыки. Я думаю, если бы она была, песня «Ленинграда» «Любит наш народ» вписалась бы в интерьер безукоризненно.

    Говно не может быть не вкусным, потому что миллионы мух не могут заблуждаться (с)

    А я скажу — сколько ни говори халва, говно, оно говно и есть.

    8 из 10

    16 марта 2013 | 00:36

    Елену хотела посмотреть давно, да все не удавалось. Уже все в моем окружении посмотрели и рассказывали кто с полным восторгом и упоением, кто с отчуждением об этом фильме. Первое впечатление, и то, что меня заинтересовало — это абсолютно бытовое решение картины. Звягинцев совершенно очевидно сознательно избегал любой красоты, поэтики, возвышенности. Сдержанность первых бликов солнца в начальном статичном плане фильма, и один медленный наезд на фотографию в его середине, как почтительный реверанс в сторону Тарковского, только подчеркивают всю его нарочитую, и продуманную до мелочей, небрежность.

    Сам сюжет, актерская игра не вызывают эмоционального всплеска, все держится на сильном режиссерском таланте Звягинцева. Почему-то сразу вспоминается Сарабанда Бергмана, даже Елена смутно напоминает актрису Лив Ульман. Для меня это фильм-насмешка, и одновременно фильм-покаяние. О том извечном комплексе, что мучает русскую, и не только русскую, интеллигенцию: о своем стыде перед людьми не очень глубокими. И извечное желание их приукрасить, возвеличить, придать одухотворенность. Лишь пару намеков, но тонких, о пропасти между Еленой и Владимиром:

    Один из них краткий диалог, не помню дословно:

    -она гедонистка
    -я не знаю, что значит это слово
    -эгоистка, по-вашему.

    Если простой человек совершает преступление, виноват ли тот, кто умнее, образованнее, сильнее? То, что не научил, не показал, не повел за собой? Тому, кому дано больше, с того больше и спросят. Как мне показалось, Звягинцев решительно отверг эти мучения по поводу какой-либо вины. Ловкий режиссерский саспенс прозвучал для меня два раза в конце фильма, когда ожидаешь, что сейчас будет справедливое возмездие, ждешь откупа, жертвы, но жертвы нет. Таких людей не мучает чувство вины. У них присутствует только животный страх, страх наказания, который наглядно показан в сцене с погасшим светом. И телевизор, неотступно сопровождающий всю жизнь Елены и её семьи, который поначалу виднеется лишь отблеском, неясными тенями, невнятным бормотанием, но чем дальше, тем громче, настойчивей, крикливей он орет прямо в лицо, бьет своими красками, вульгарными речами. В финале фильма он уже не скрывается, он показан наотмашь, как символ стадности, звериных инстинктов. Он говорит о победе. И о поражении. Может и правда сказано в Библии: не давайте святыни псам, чтобы они, повернувшись, не разорвали вас.

    9 из 10

    29 декабря 2011 | 23:40

    Родина-мать

    Третий фильм Андрея Звягинцева «Елена» окончательно подтвердил, что Звягинцев — режиссер-симптомолог.

    Вот ведь как интересно, режиссер показывает нам вроде бы вполне обычную семью, каких тысячи. Муж и жена. Мезальянс — не мезальянс, но договор между ними определенно есть.

    То есть своего рода «баш на баш». Услуга за услугу: ты мне заботу и свежевыжатый сок, я тебе достойное содержание, приличную старость. И, собственно, ничего плохого в этом нет, если бы не маленькие нюансы. Эти «договорные» отношения длятся уже более 10 лет, хотя поженились Елена и Владимир всего пару лет назад.

    Их жизнь давно устоялась, устаканилась: овсянка по утрам, редкий секс, спортзал у него, а у нее еженедельные вояжи к сыну, на окраину Москвы.

    Для меня самое интересное в фильме — сама Елена, ее промежуточность, межеумочность, ее существование на грани «как бы двойного бытия». Т. е. это бытие-между. Она и от мира своего сына никуда далеко не оторвалась, но и к миру Владимира, в прошлом, видимо, крупного функционера, так и не прибилась. Так и осталась сидеть на «двух стульях» — и тут, и там.

    И дело не в «классовой ненависти», в каковой многие упрекали Звягинцева.

    Елена берет на себя гораздо более опасную и страшную функцию: берется вершить справедливость, становится этаким «борцом невидимого фронта»…

    Вот тут и оказывается, что мы совершенно не знаем, не понимаем таких вот «милых»,

    «дружелюбных», «своих в доску» Елен, их лица оказываются для нас настоящими «черными дырами».

    Звягинцев и совершил открытие этого вроде бы нам «хорошо знакомого лица», которое за два часа из «лица-света» становится «лицом-тьмы». Один взмах ресницы, одно неверное движение, и это «милое», приветливое лицо запросто готово тебя убить. Не фигурально, а физически, весьма иезуитским способом.

    Что делает режиссер? По сути, он демонтирует это лицо, которое мы успели полюбить, к которому успели привязаться, к которому прониклись доверием.

    Оказывается, не всякого зверя можно приручить, не всякая собака любит своего хозяина. Елена способна «любить», сочувствовать, ходить в церковь и ставить свечку «за здравие», и одновременно способна убивать, потому что генетическая ось, инстинкты, кровь выражены в ней мощнее. Ее натура, ее органика, такая вроде бы «своя», родная, знакомая, управляется животным началом, и никакие нравственные императивы, о ужас! — не вылезают наружу.

    И дело не в этом ублюдочном тезисе Шариковых: «и последние станут первыми…», главное вовремя все поделить, и не в ее многолетнем споре с мужем, кто лучше, ее тунеядец-сын или его непутевая дочь. Оба хороши (хотя его дочь, на мой взгляд, все-таки приличнее).

    Ужас в том, что Елена на свой дикий лад осуществляет акт «возмездия», как она его понимает. Это ее сын (а не его дочь) должен жить в этих «генеральских» хоромах…

    Лицо Елены тем и замечательно, что подтверждает, «олицетворяет» функцию двузначности, чтобы не сказать больше…

    В том-то и дело, если Бога нет, значит все позволено…

    Вот тебе и Родина-мать…

    30 сентября 2011 | 23:36

    Все киноработы Андрея Звягинцева монотонные, вдумчивые и символичные. В них отражена правда жизни, такая, какая она есть. В его работах нет — душераздирающих монологов, бурно сменяющихся действий, непрерывно идущих друг за другом событий, ярко обрисованных образов героев. В списки режиссера на сегодняшний день три работы — «Возращение» 2003 года, «Изгнание» 2007 года, и последняя, про которую пойдет речь, «Елена».

    «Елена», как и предыдущие работы, сделана в своей особой художественной стилистики, которую режиссер выработал еще на своей первой картине «Возращение». Фильм дает огромную почву для размышления. В таких фильмах глубже уходишь в анализ, трактуешь его по-своему, а главное не оцениваешь поверхностно. Рассмотрению подлежит каждый кадр, каждое слово, чтоб уловить что-то важное, что-то такое близкое.

    В фильме нет ярко выраженного сюжета. Есть идея, поданная на суд зрителю, который на время просмотра погружается в реальную жизнь и проблемы Елены (роль которой исполнила Надежда Маркина), как бы шаг за шагом, тенью следуя за ней, наблюдая со стороны.

    Основную смысловую нагрузку несут символические кадры. Городские пейзажи, знаки и действия героев. Это не просто заставки между событиями и диалогами, задействованными в фильме, а глубокое прочтение идеи и магическое вовлечения зрителя. Кто-то будет искать ответ на увиденную картинку, кто-то не придаст значение и пропустит мимо глаз, а кто-то присвоит эмоцию увиденного себе, которую заложил изначально автор.

    И все это художественное выражение поддерживает великолепная музыка, которая тонко и гармонично вырисовывается в переданный стиль на экране. Главная музыкальная тема в ключевых моментах фильма держит напряжение и чувствуешь вот оно истинное сопереживание герою (в данном случае героине).

    «Елена» не для широкого зрителя. Это однозначно. И навязывать свое мнение на обязательный просмотр нет смысла. Это авторское кино для глубокого прочтения. И здесь нет однозначного ответа, как фильм подействует на зрителя. Кто-то выключит фильм на первых минутах просмотра, а кто-то, возможно, втянется, и 109 минут пролетят на одном дыхании, ну а третьи в любом случаи доведут свой просмотр до конца, чтоб дать свою оценку фильму. Выбор за Вами!

    9 из 10

    8 ноября 2011 | 20:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 150 руб.
    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Андрей Мерзликин и в жизни такой — неравнодушный, воспринимающий все близко к сердцу. Я заранее понимал, что для „Дома на обочине“, где вся острота сюжета внутри человеческой души, где нужно прорабатывать тонкие психологические вещи, нужен именно такой актер... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    5.Список ШиндлераSchindler's List8.895
    6.ЛеонLéon8.783
    7.Король ЛевThe Lion King8.783
    8.НачалоInception8.778
    9.Бойцовский клубFight Club8.720
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.82%
    32.МордекайMortdecai92.72%
    33.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service92.71%
    34.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.64%
    35.ДракулаDracula Untold92.48%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Жил певчий дрозд8
    Одержимость Майкла КингаThe Possession of Michael King4
    Старикам тут не местоNo Country for Old Men271
    Рапунцель: Запутанная историяTangled371
    Ван ХельсингVan Helsing168
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.407
    ПосвященныйThe Giver6.977
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.732
    Типа копыLet's Be Cops6.894
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.545
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    премьеры