всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (5227)
ожидание: 94% (685)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7136 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Когда число просмотренных фильмов перевалило уже за тысячу, все сложнее стало находить хорошее кино. Но каждый год находится 2-3 картины, которые вдохновляют, удивляют и заставляют задуматься. В свое время для меня такими фильмами стали «Эквилибриум» с Кристианом Бейлом, «Перо Маркиза де Сада» с Хоакином Фениксом, «Аризонская мечта» Эмира Кустурицы, «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи, «Нокдаун» с Расселом Кроу. Это фильмы, просмотренные на одном дыхании, запомнившиеся во всех мелочах и пересматриваемые до сих пор. В этом году таким фильмом-открытием стала «Елена». Никогда бы не подумала, что в числе лучших в моем списке станет представитель отечественного современного кино.

    Этот фильм начал покорять с первых кадров своей гипнотической музыкой, застывшими долгими планами, минимализмом в интерьере дома главных героев, немногословностью и медлительностью персонажей, монотонностью происходящего, повторяемостью действий, обыденностью вещей и скурпулезностью авторов в отображении всех деталей повседеневной жизни людей.

    Главные герои — пожилая семейная пара Елена и Владимир. Елена, вышедшая замуж за Владимира, будучи его супругой уже несколько лет, так и не стала полноценным членом этой семьи. Несмотря на то, что она хозяйка в доме, её каждодневные действия настойчиво нас убеждают, что она скорее прислуга. Стоит только взглянуть, как Елена спешно и умело наливает мужу чашку свежесваренного кофе, как бойко выключает телевизор перед его приходом на кухню. Одним словом делает всё, чтобы существование супруга было максимально комфортным. Но гораздо красноречивее всех действий Елены о её положении в доме и жизни Владимира скажет фраза, брошенная в ходе их семейного спора во время завтрака.

    - И эта вышла такая же гедонистка.

    - Я не знаю, что значит это слово.

    - Эгоистка, по-вашему.

    Это брошенное вскольз «по-вашему» расставляет сразу все на свои места. Перед нам не богатая семейная пара, а обеспеченный муж и безропотная бесправная жена. Эта семья призвана расскрыть главную тему фильма Звягинцева о классовом неравенстве, которое неспособно объединить даже тех, кто живет друг с другом под одной крышей.

    Бедные всегда будут недолюбливать богатых. Вот и семья Елены с инфантильным сыном Сергеем во главе отказывается понимать, почему это их богатый родственник отказывается материально помочь семье жены, чтобы отмазать старшего сына от армии. Сам глава немалого семейства не предпринимает никаких действий, чтобы «спасти» (не иначе, по его же мнению) своего отпрыска. Потягивание пива перед телевизором с поеданием чипсов и орешков, грубость речи, отсутствие культуры и неуважение друг к другу вызывают отвращение и вместе с тем боль от понимания реалистичности происходящего. Дети не уважают старших, родители не занимаются воспитанием своих детей. И последние вырастают точно такими же как мама с папой, копируя шарканье шагов, чавканье у телевизора и плевание с балкона. А сцена с видеоигрой поставила меня в серьезный тупик: кто из них отвратительнее: сын, который не в состоянии оторваться от игры, будто ему 5 лет, или отец, присоединившийся к нему и объясняющий свое поведение брюзжащей жене, что это ничто иное, как момент общения с сыном. Раньше старший учил чему-то младшего, сначала читать, считать, водить машину, строить дом. А сейчас младший учит старшего правилам видеоигр, где разговаривать необязательно, а уж повышать свой интеллектуальный уровень не нужно вовсе. А жизнь тем временем проходит, лежа на диване с перерывами на перекусы, выпивку и пререкания друг с другом.

    Но и у богатых не все так просто. Дочь Владимира — Катя, не обделенная материально ни в детстве, ни сейчас во взрослые годы, обижается на отца, не меньше чем бедные на богатых. Прожигая свою жизнь, в агрессии и беспутности своего характера Катя винит отца, который всегда бизнесу и деньгам уделял больше внимания, чем семье. Таким образом, Звягинцев не отдает предпочтения никакой из семей. Но точка зрения Владимира мне понятнее. С чего вдруг богатому раздавать деньги. Его богатство — труд, потраченное время, умение рисковать, желание расти, самообразовываться. А те, кто не желает трудиться ни над собой, ни над своим благосостоянием, остаются на окраине, куда добраться можно сначала на автобусе, потом на электричке и еще немало времени пройти пешком.

    Тема классовых различий и противоборства обеспеченных и неимущих далеко не единственная здесь. Звягинцев обращается к проблеме института брака, к вере и духовности, проблемам подрастающего поколения и отсутствия идеалов у молодежи, к теме выбора, наконец. Выбор, который здесь был не мучительно долгим, а внезапным и хладнокровным, когда в одночасье от кротости, скромности, послушания и воспитанности не осталось ничего… только холодный расчет, потрясающий своей молниеносностью.

    Мир переменчив и обманчив, потому что населен непредсказуемыми людьми. И избиение подростков друг другом в кадре страшит не так, как то, что может придумать человек всего за пару часов. Агрессия неуемных подростков, страдающих от ничегонеделания ужасает, но еще страшнее бывает зло, которое живет глубоко внутри, ничем не выдает себя, заставляет совершать поступки, противоречащие законам морали и нравственности.

    Нет смысла говорить о игре актеров, операторской работе или атмосфере в кадре. Всё и все на высоте. Актеры на своих местах, их разговоры правдоподобны, а жизнь, показанная на экране, кажется, что реалистичнее некуда. Совершенство того, как сделан фильм, позволяет сосредоточиться на сюжете, напитаться эмоциями и мыслями, чтобы потом долго вспоминать увиденное, осмысливать действительность, где-то даже ужасаться реальностью происходящего, переосмысливать жизнь и восхищаться талантами представителей современного кинематографа и гордиться тем, что они еще и из России. «Елена» однозначно войдет в число лучших фильмов, просмотренных мною в 2014 году.

    9 из 10

    27 июля 2014 | 20:37

    Очень талантливо рассказанная история не одной семьи, а всей России, глубоко и уродливо болеющей созависимостью со всеми присущими ей симптомами. Эти отвратительные мамаши с их отвратительной суррогатной, извращенной любовью, с неутолимой жаждой быть нужной, незаменимой, «нести крест», который сами себе водрузили… Бррр… Всех «Елен» к психотерапевту, срочно!

    Фильм действительно может быть отличным наглядным пособием для всех людей, не только родителей, которым интересно, какой любовь не должна быть ни в коем случае.

    5 ноября 2012 | 02:13

    Режиссер Андрей Звягинцев по своим способностям способен покорить зрителя, порой ему это даже удается (вспомним одну из его замечательных картин «Возвращение»), но с «Еленой», возникает ощущение, что режиссер или прогадал, или ему было некогда оттачивать картинку до более менее съедобного и цепляющего, наращивать волну впечатлений, играя приемами арт-хауса, в общем, доводить картинку до ума, или какие иные причины. В каждой сцене чувствуется недоделанность, сухость, скомканность и подобные колкие эффекты, сопутствующие зрительскому вниманию на протяжении всей ленты. Идея и сюжет незамысловаты и не специфичны, в рамках фантазии и любви к жизненному реализму, присущей именно русским режиссерам. Так или иначе, воплотить сие творение мысли в уже материальную ценность хоть и получилось, но получилось весьма банально и безучастно. Собственно, все нюансы сюжета добросовестно изложены в описании, поэтому осуществим пробежку по более конкретным и общим составляющим.

    Первый дотошный кадр с птицей на дереве, наверное, не мог не восхитить, можно осмелиться сказать, что это самая удавшаяся сцена за всю ленту. Однако только взволновавшуюся нить впечатления усмиряет поток чередующихся сцен, в корне своем ничего не несущих. Во многих кинолентах наблюдается минимизация диалогов, здесь мы ее и видим. Но, обыкновенно, она компенсируется чем-то более увесистым, способным передать большее, чем набор слов. (К примеру, «Драйв», «Меланхолия» и многие другие). Здесь же это ничем не скомпенсировано, и тем самым, баланса не достигается, и уже приобретает свои достаточно отчетливые очертания чувство пустоты фильма. А это не совсем так. Фильм НЕ пустой.

    Перед нами распростерлись три поколения, заключенные в образах одной семьи. Скупость и эгоизм мужа Елены, столь стойко переносящей трудности совместной жизни с подобным человеком, говорит нам об исхудалости и скудности волеизъявлений к чему-то добродушному и незамысловатому у подобных людей, лысеющих и гниющих под собственным каменным тросом, покрывающимся благотворной почвой для обиталища мух и всего подобного. В ленте очень выделяется диалог Владимира, мужа Елены, со своей дочерью. Эксцентричная, аморальная девушка, но с весьма трезвым взглядом на жизнь, примешивая в свою колкою речь немецкую поговорку «говно не может быть невкусным — миллионы мух не могут ошибаться», тем самым изливает свое отношение к наклонной горе всего человечества. При всей своей, вроде бы отталкивающей, натуре, Катя, дочь Владимира, представляет собой наиболее интересного персонажа в ленте. За толстым слоем порочности скрывается тлеющая любовь к отцу и понимание прогнившей натуры, как своей, так и всего человечества в целом. О семействе сына Елены — многого и не скажешь — просто куча нахлебников, не привыкших предъявлять требование ни к кому, кроме как к рукам, чьи пальцы они откусывают вместе с пищей. Главная героиня Елена в данном контексте олицетворение просто матери, под силу которой переступить через что угодно ради своего злополучного дитяти.

    Ярко выраженные пороки представленной семьи, мысль о таящемся глубоко внутри злостном лицемере с рожками производят весьма не размытое впечатление, однако, перманентно присутствует ощущение нераскрытости характеров персонажей, ощущение сдержанности актеров, не желающих во всей красе отобразить своих героев, представляющих обоснованный интерес. Имею такую тяжелую и добротную нишу для построения ленты, глубоко огорчает, что это наличие не реализовалось полностью. За неимением немного более детального рассмотрения внутренней сущности персонажей киноленте трудно взять на себя ответственность произвести сильное впечатление и задержаться в памяти у зрителя. Именно поэтому веретено столь сильной доминанты фильма стремится проскользнуть мимо, не зацепив, не заставив задуматься.

    9 апреля 2012 | 11:25

    Приступая к просмотру «Елены» я, конечно, уже была наслышана о том, что этот фильм получил прекрасные оценки критиков и даже каннскую пальмовую ветвь. Вообще на западе очень любят давать призы фильмам, отражающим суровую российскую реальность. Подчас настолько суровую, что после просмотра всего этого хочется бежать из страны не оглядываясь. Данный фильм, на первый взгляд, не является исключением. В нем есть и так называемая «чернуха», и нелицеприятные реалии. Но в отличие от многих творений наших режиссеров в «Елене», все это оправдано и действительно взято из жизни.

    Сюжет уже дан в описании картины, поэтому подробно пересказывать его смысла нет.

    В этом фильме мне, наверное, больше всего понравилась его логичность и последовательность. Если в начале можно недоумевать, почему у доброй, кроткой Елены такой сын-бездельник, не вызывающий никаких чувств кроме отвращения, то ближе к концу понимаешь, что это не случайность: от осинки не родятся апельсинки. Он достойный сын своей матери, возможно еще никого не убивший, но кто знает что случится в будущем? Так же обстоит дело и с внуком главной героини: его безразличие и жестокость — всего лишь результат воспитания: он полностью копирует действия отца, приспосабливается к обществу в котором живет.

    Владимир и Катя на фоне Елены и ее семьи выглядят гораздо лучше. У них хотя бы есть свои принципы, они о чем-то задумываются, рассуждают. Из уст Кати звучит фраза, отражающая одну из проблем фильма: «Мы все гнилое семя». Вся ее речь довольно убедительна. Действительно, может таким людям, испорченным изнутри и не способным воспитать своих детей, не стоит продолжать род? Ведь из поколения в поколения ситуация только усугубляется.

    Но, как в действительно хорошем фильме, в «Елене» персонажи не делятся на «хороших» и «плохих». Главную героиню тоже можно понять: слабая женщина до безумия любящая сына и готовая ради него на все. Владимир — с одной стороны прагматичный «денежный мешок», но с другой — он все-таки помогает семье своей жены — абсолютно чужим для него людям и заботится о дочери. Так можно говорить о каждом герое у каждого есть своя мотивация, он не поступает так или иначе просто потому что плохой или хороший.

    Актерская игра почти идеальна, и даже как игра мной не воспринималась. Отметить хочется отметить Катю, запомнившуюся яркими высказываниями (Как будем дербанить хату?).

    В фильме довольно много статичных сцен, но смотреть при этом не скучно даже на самые обычные действия героев.

    «Елена» — затрагивает множество проблем. Это фильм не про Россию и не про русских в частности. Это фильм о нашей действительности, которая порой кажется лишенной смысла.

    9 из 10

    10 ноября 2011 | 03:32

    С большим уважением отношусь к Андрею Звягинцеву за его серьезное кино, антигламурность, попытки осмыслить важные для любого вдумчивого зрителя проблемы, за то, что в кинематографе он берет не количеством (всего 2 полнометражных фильма до «Елены»), а качеством. Причем качеством не только сценария, но и режиссурой, операторским искусством, тщательным монтажом и отсутствием выморочности хронометража арт-хауса. Да, я считаю его картины авторским кино, т. е. совсем не для массового проката. Думаю, что в такой оценке я не одинок. Тем удивительнее было узнать о том, что «Елена» имела некий прокатный успех. Конечно, это даже не самоокупаемость (22,5 млн. рублей сборов при 80 млн. производственных затрат), но показатель намного лучший, чем у предыдущих фильмов мастера. Интерес к этому произведению А. Звягинцева подхлестнули ряд наград на международных фестивалях. Наиболее значимая — приз жюри Каннского кинофестиваля. Все вышеперечисленные факты подогревали мой интерес к фильму и создавали ожидания неких глобальных коллизий в человеческих отношениях, одинаково интересных как нашему соотечественнику, так и зарубежному зрителю. Но все же обратимся к фильму.

    Сразу оговорюсь, что фирменный стиль А. Звягинцева виден с первых кадров. Нет нужды писать о великолепных планах, замечательной игре А. Смирнова и Н. Маркиной, тщательно выверенных диалогах. Режиссер здесь на высоте. Меня больше занимала проблематика рассматриваемых взаимоотношений. Что я увидел?

    Есть некий симбиоз в мезальянсе главных героев картины Елены и Владимира. Она обслуживает богатого мужа, полностью подчиняясь его воле. При этом пользуется всеми благами обеспеченной жизни. Он воспринимает ее как прислугу, у которой есть рамки, в пределах которых есть то, что позволено. Но все свыше (деньги, поступки, родственники) — табу. Он — хозяин положения. Единственное, что находится вне контроля Владимира, его дочь. Но здесь отеческая любовь, которая прощает все. Та любовь, которой Елена ему дать не может, да и не хочет. У Елены же любовь направлена на внуков, чьи родители — быдло.

    Именно быдло. Звягинцев не оставил не малейшего шанса усомниться в обратном. Бездельник и алкоголик сын, его жена, плодящая детей одного за другим, старший внук — малолетний хулиган. Что в развязке сюжета? Убийство, на которое идет Елена, ради денег для своих внуков. Что исследует Звягинцев, всячески подкрепляя свои мысли различными метафорами в виде птиц, погибшего под колесами электрички всадника и т. д.? Библейское «и последние станут первыми»? Социально-протестное «Какое вы имеете право думать, что вы особенные?.. Только потому, что у вас больше денег и больше вещей? Все же может измениться»? Торжество хама и предостережение имущему классу? Я сомневаюсь.

    У Звягинцева в картине нет положительных героев. Пусть даже с недостатками, но положительных. Весь фильм это история падения единственного нормального человека Елены, обычной слабой женщины с естественными чувствами, чуждой алчности и зависти, в меру набожной и довольствующейся малым. Главный конфликт в фильме, как мне видится, между, с одной стороны, неестественной социальной средой с ее полюсами: быдлом нищим и быдлом богатых, смыкающихся в своем цинизме по отношению к нормальным людям, выхолащивающих человеческие отношения, сводящих все к деньгам. И, с другой стороны, отчаявшимся простым человеком, который не в силах противостоять этому прессу и делает шаг к непоправимому.

    10 января 2012 | 14:44

    Фильм начинается с длительного показа интерьера квартиры. Не назову её шикарной, просто всё сделано профессионально, без излишеств, со всеми необходимыми атрибутами для удобной жизни. То, что называется новой классикой. В этой квартире живут два человека — Елена и её муж. Хотя правильнее наоборот, мужчина за 70 со своей Еленой. Каждое утро она встаёт, готовит завтрак, будит мужа. Затем он отправляется по своим делам, а она занимается домом. Казалось бы, полная идиллия, но это лишь первое впечатление.

    Надежда Маркина создала цельный образ Елены. Её брак — это обоюдовыгодная сделка. Она не столько жена, сколько домработница, сиделка и секстренажёр для поддержания жизненного тонуса. О любви здесь и речи нет, просто трезвый расчёт. Вся её любовь предназначена семье сына — великовозрастного бездельника, безработного, но любящего делать детей. Елена полностью содержит его семью, а теперь ещё нужно отмазать внука от армии. Что и стало главным катализатором драмы.

    Андрей Смирнов сыграл мужчину в полном смысле этого слова. Несмотря на возраст, он продолжает держать себя в форме, дабы поддержать свой статус, о котором не говорится прямо, но, судя по всему, очень уважаемый человек. К Елене у него тоже нет любви. Любит он единственную, хотя и безбашенную, дочь Катерину, которой готов прощать всё. Всё, что он имеет, предназначено только ей.

    Андрей Звягинцев в очередной раз снял кино про жизнь. Причём, не про русскую жизнь, проблема общечеловеческая. Мало кому легко добытые деньги приносили счастье. Они демотивируют и в конце концов приводят к трагедии. Автор не даёт оценок ни одному из героев. Он оставляет это право зрителю и, скорее всего, они будут диаметрально противоположны. Слишком сильно социальное расслоение в нашем обществе.

    Что касается оценки фильма, то для меня он один из лучших российских за последнее время. Проблема нравственного выбора очень остра в нашей жизни. Большинство людей, поставленных перед выбором — деньги или совесть, почти не задумываясь выберут деньги и это печально.

    8 из 10

    28 июля 2012 | 00:35

    А ведь возникает сильный соблазн сказать, что мол весь фильм это субъективный взгляд режиссера, который ничего не знает о жизни народа, но решил снять жизненный фильм, потому что это модно в российском кино. Но не скажу, потому что всё не так.

    Фильм, как и любое авторское художественное творение, субъективен по сути. Если автор ничего не знает «о народе», то вряд ли бы его вообще эта тема заинтересовала, а при просмотре я бы не сидел в напряжении весь фильм, постоянно ожидая, что произойдет далее. Что касается модности, то я бы избежал этого слова. В возвращении к натурализму нет ничего плохого, особенно если это выражается в качественных кинематографических формах, что можно наблюдать в «Елене».

    Всё-таки тяжесть после фильма сохраняется. Что-то чувствуется в нем не так. Или так задумано? Попробуем разобраться. Понятно, что образы взяты условные. «Обычная семья» — по фильму люмпены (модное словечко «быдло» немного не подойдет здесь), живут в обычном многоквартирном доме, коих в Москве очень много. Не знаю насколько это собирательный образ, скорее это образ конкретный и уникальный — «один из», но не средний. Режиссер берет и выдумывает, что есть такая вот семья с двумя детьми, где отец постоянно не работает, а мать теперь постоянно рожает и связывает их через по-деревенски практичную Елену с неким другим уникальным образом — зажиточным Владимиром из московских новостроек к центре города. И вот здесь возникает соблазн заговорить о социальной подоплеке или даже о классовой розни, но суть фильма-то сводится к эпизоду с убийством Владимимра и раскрытием (расколдовыванием) образа практичной Елены, потому что проблема оказывается в моральных нормах отдельных людей, потому что если искать в этом фильме проблемы классового сознания, то фильм покажется тупым, стереотипным и вообще плохим. С моей точки зрения А. Звягинцев ставит эксперимент помещая некие уникальные образы в конкретную жизненную ситуацию.

    В фильме я нашел интересные, но отталкивающие и в какой-то момент противные образы Елены и Кати. Малодушие, кризис духовных ценностей и полнейшая каша, которая творится в моральных установках людей делает этот фильм хорошей пищей для любителей психологического кино и драматургии.

    7,5 из 10

    9 апреля 2012 | 23:53

    Я шла на этот фильм с затаенным страхом. А вдруг на этот раз Звягинцев не справится с задачей, вдруг соврет? После «Возвращения» и «Изгнания» так хотелось, чтобы он оставался на той же звенящий чистой ноте, которую когда-то нашел!

    А потом оказалось, что Звягинцев не обманул, что он был честен. И в выборе актеров, и в каждой мельчайшей детали: в обрывках телевизионных передач, в презрении продавщицы к банковским карточкам. Какой эпизод ни возьми — с ним можно согласиться, о нем можно спорить или пытаться угадать. Каждый видит в нем свой символизм. Электричка столкнулась со всадником на белой лошади. Кто это? Принц на белом коне, когда-то повстречавшийся главной героине, теперь лежащий на обочине при столкновении с мучительной правдой жизни?

    А колонна гастарбайтеров, проходящая строем перед Владимиром, который вынужден их пропустить, сидя в своей дорогой машине. А огромные трубы, которые видят сын Елены и его семья из своих окон. Это что за метафора? Вылететь в трубу?

    Все это красиво, хоть и выглядит серым, неярким. Что за время года? Весна, скорее всего… Одни загадки, как всегда у Звягинцева.

    А если о главном, то вот мое виденье сюжета. Это фильм о любви. О животной любви. О любви без Бога. Елена любит своего сына, а еще больше — своих внуков, свое продолжение. Но она любит и своего мужа. Заботиться о нем, ставит свечки. Но… в ее любви не света, нет веры. И когда намеренья мужа ставят ее в тупик, то она действует как самка, которая должна охранять свое потомство. История знает много случаев, когда племена нападали на соседей и уничтожали всех своих врагов и их потомство — чтобы выжить. Налет цивилизации легко и быстро слетает с Елены, с такой милой, тихой и простой.

    Но муж Елены — жертва, которую она приносит на алтарь своей любви к сыну, — это прошлое, которым она жертвует ради не слишком привлекательного будущего. Владимир тоже далек от совершенства. Он тоже любит, любит свою дочь слишком сильно, не отказывая ей ни в чем. Эта сюжетная линия короткая, но одна из самых сильных в фильме. Актеры играют филигранно точно, особенно актриса Елена Лядова, исполняющая роль дочери Кати. Ее цинизм, ее вымученный юмор, как это все знакомо.

    В этом и есть правда Звягинцева. Нет хороших и плохих, все равны, нет смысла осуждать. Если нет Бога, то есть Зверь, и он решает. И поэтому в конце фильма нет кары для Елены, и нет возмездия. Потому что Бог любит и не наказывает, а Зверь, которого Елена стала подкармливать, обязательно разрастется и сожрет ее сам.

    А пока в их семье все хорошо. И не случайно в финале на кровати мертвого старика спит живой златокудрый младенец.

    10 из 10

    8 октября 2011 | 12:25

    Бывают фильмы, которые после просмотра не оставляют никаких эмоций. Бывают фильмы, которые трогают до глубины души. А бывают фильмы, которые буквально взрывают сознание. «Елена» — из категории последних. На экране еще шли субтитры, а мне уже захотелось написать отзыв, настолько сильно переполняли эмоции …

    Скажу откровенно, что новое творение Андрея Звягинцева оставило неоднозначное впечатление. Поэтому очень сложно начать, так как мысли в голове путаются и невозможно определить, что в этом кино главное — сама история, авторская интерпретация, нравственно-философский подтекст или что-то другое, оставшееся за кадром. Полная ясность, думаю, наступит намного позже, но не могу удержаться и не написать несколько строк.

    Звягинцев — знаковый режиссер, как и сами его фильмы. Вот и «Елена» — это не просто киноповествование, а целый набор знаков и символов, которыми пронизана почти каждая сцена (сбитая на переезде лошадь, внезапно гаснущий свет). Казалось бы, нет ничего особенного в этой бытовой полудетективной истории. Во всяком случае, сюжет не нов. Но только почему-то от разворачивающейся перед глазами драмы кровь стынет в жилах. Чем дальше — тем больше. Несмотря на некоторую размеренность, невозмутимость и местами явную затянутость отдельных эпизодов, ситуация в фильме нагнетается с каждым кадром. Поймала себя на мысли, что даже когда на экране почти ничего не происходило, а просто играла (или не играла) музыка, ни разу не возникло желание переключить канал. И вообще, паузы в «Елене», скорее, были задуманы режиссером не для того, чтобы дать передышку зрителю между сменяющими друг друга действиями, а для самостоятельного, более глубокого осмысления им увиденного.

    Исполнительница главной роли Надежда Маркина — несомненная находка. Я и раньше видела эту актрису, которая периодически появлялась в различных фильмах (в основном, в сериалах), но роли ее были больше эпизодические, хотя и запоминающиеся, а здесь совсем другое… На мой взгляд, Звягинцев сделал абсолютно правильный выбор: Маркина сыграла безупречно. Само название фильма несет в себе особую смысловую нагрузку, накладывая на исполнительницу главной роли нелегкий груз ответственности, и она, без сомнения, блестяще с этим справилась. Одно только непонятно: куда же раньше смотрели наши отечественные кинорежиссеры, в упор не замечая очевидный талант этой прекрасной русской актрисы? Почему только сейчас ей предоставили возможность сыграть большую драматическую роль? …

    Звягинцев выступает в этом фильме как сторонний наблюдатель, беспристрастный рассказчик, что, по-моему, большой плюс. Он просто показывает нам историю одной семьи, но не судит своих героев, не выносит им приговор, а дает возможность зрителю самому разобраться и понять, что к чему. Елена — жертва или преступница? Что служит оправданием ее преступлению? Ради кого или ради чего она совершает это? На самом деле в фильме больше вопросов, чем ответов. А что касается финальной сцены, то она стоит всех ста с лишним минут просмотра: маленький ребенок, только что научившийся ходить, мирно спит на постели, где произошло убийство. Кто он, этот малыш, — может быть, он и есть то самое оправдание, надежда, лучик света … Или, напротив, порождение зла, жестокости и безразличия, уже завладевшими теми, кто его окружает … Что ждет его в будущей жизни? … Что ждет всех нас? …

    P.S. Наказания по закону Елена избежала, но ведь есть Высший Суд. Последние кадры картины вовсе не обещают ей безмятежной старости и, по моим ощущениям, ожидание расплаты уже витает в воздухе. Божья кара неотвратимо настигает ее…

    11 ноября 2011 | 10:09

    Официальная аннотация нагло врёт. Правильней так:

    Сюжет. История пожилой семейной пары Елены и Владимира. У обоих есть дети от первого брака: у Елены сын, у Владимира дочь.

    Сын не хочет работать и кормить свою жену и двоих детей, они живут только на пенсионные деньги, которые даёт им Елена. Дочь Владимира — богемная барышня, тоже не терзающаяся мыслями о созидательной жизни.

    Владимир попадает в больницу с сердечным приступом, после которого срочно решает написать завещание. Об этом решении честно сообщает Елене: всё имущество — дочери, Елене — достойную пожизненную ренту, чтобы она ни в чём не нуждалась.

    Но Елене срочно требуются деньги, чтобы заплатить за поступление внука в институт, иначе тому грозит армия. Богатый, но справедливый Владимир отказывает ей в такой «помощи», и Елена решается на отчаянный поступок…

    Плюсы. Отсутствуют, как класс.

    Минусы. Безумно затянута каждая отдельная сцена. Если показывают дерево, то минимум две минуты. Если кровать — то же самое. Пустопорожние перемещения актёров в пространстве: лежит, встаёт, чешет репу, смотрит в зеркало, надевает халат, идёт на кухню… На всё это — бессмысленных ПЯТЬ минут эфира! И так — весь фильм.

    Слышал отзывы: «Елену можно понять, как мать». Совершенно невозможно с этим согласиться, ибо своего ребёнка и его потомство она не любит по-настоящему. Её «любовь» имеет извращённые формы непрекращающейся гиперопеки. Нелюбовь же заключается в том, что она не хочет увидеть будущей жизни своего ребёнка без себя самой: кто будет его кормить, когда она умрёт? А нынешняя его жизнь — натуральный разврат, который уже стал образцом для подражания его старшему сыну.

    Постоянную помощь семье сына можно было бы оправдать в случае, если бы сын не был способен к труду, например, из-за инвалидности. Но фильм не о таком трудном случае. Или помогать, если сын работает, как проклятый, но денег на семью всё равно не хватает. Но и этого нет в фильме. Наоборот, мы видим тупое быдло, проводящее время в перекуривании на балконе и просмотре телевизора с бутылочкой пива. Такой же вырос и внук — копия своего отца. Его семья не вызывает никаких положительных эмоций, несмотря на наличие второго ребёнка, невинного ещё младенца, и.. . очередной беременности жены. Скорее — стойкое отвращение, как к бездушным паразитам, не знающим ничего святого.

    «Жадный» Владимир любит сына своей жены Елены больше, чем она сама: он при каждом удобном случае настаивает на том, что тот должен работать и начать кормить свою семью сам. Вместо этого Елена имеет наглость указывать ему на беспутную дочь (впрочем, — такого же выродка, как и сын Елены).

    Ни с моральной, ни с юридической точки зрения поступок Елены оправдать нельзя. Мне всё казалось, что с внуком должно что-то случиться, — смерть или ещё что-нибудь, в результате чего деньги не пригодились бы по задуманному предназначению. И Елена была бы наказана этим, свершилось бы правосудие, зрителю было бы показано: на чужом несчастье счастья не построишь. Но — увы! — этого не произошло. Хуже того: «овощи» перешли на новый, улучшенный уровень прозябания и паразитизма…

    Да, они вызывают отвращение. Если идея фильма была в том, чтобы лишь вызвать эти чувства, то цель достигнута. Но для этого вполне достаточно было ограничиться простой демонстрацией их образа жизни, а весь остальной полуторачасовой хронометраж — коту под хвост. Но мне кажется, что идея была в чём-то другом. Понять эту идею я не смог. Режиссёр — криворукий неудачник.

    Вывод. Фильм-говно, без смысла, без морали.

    ПС

    Пришлось посмотреть лишь потому, что часто слышал сравнения его с фильмом «Сибирь. Монамур».

    1 из 10

    3 января 2012 | 14:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 107 руб.
    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Андрей Мерзликин и в жизни такой — неравнодушный, воспринимающий все близко к сердцу. Я заранее понимал, что для „Дома на обочине“, где вся острота сюжета внутри человеческой души, где нужно прорабатывать тонкие психологические вещи, нужен именно такой актер... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    КиноПоиск ознакомился с книгой Александра Роднянского «Выходит продюсер», которая будет интересна многим любителям кинематографа, и пообщался с самим автором. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    90.Эффект бабочкиThe Butterfly Effect8.303
    91.Назад в будущее 2Back to the Future Part II8.297
    92.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка8.295
    93.Мальчик в полосатой пижамеThe Boy in the Striped Pyjamas8.294
    94.Счастливое число СлевинаLucky Number Slevin8.292
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.55%
    12.Прометей 2Prometheus 294.48%
    13.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For94.27%
    14.Человек из U.N.C.L.E.The Man from U.N.C.L.E.94.08%
    15.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.07%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here19
    В доме моего отцаIn My Father's Den3
    Страна глухих20
    Ужас АмитивилляThe Amityville Horror84
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes49
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.494
    ГераклHercules6.298
    Домашнее видеоSex Tape5.912
    Король сафариKhumba5.837
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.719
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры