всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (5758)
ожидание: 95% (684)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 10088 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я очень люблю работы А. Звягинцева — они добротно сделаны, имеют свой стиль, собственные, неповторимые оттенки происходящего и главное — в них есть цельность операторского и режиссерского искусства (что, например, отличает работы С. Кубрика).

    Многим этот фильм не понравится с первых минут: слишком мало действия, слишком медленная смена картины.

    Но именно гончаровская стилистика детализирования вводит нас не просто в кино: она позволяет влиться на несколько десятков минут в жизнь полотна и понять, что это не зарисовка, не даже уже созданная картина — это именно жизнь как она есть.

    Конечно же, здесь важна мотивация сторон, их сущность, их взаимодействие и, быть может, не столь важен сюжет, потому что его заменяет история бытности одной семьи. Но все это вторично и сущностно лишь для киноведов и кинокритиков, но не для зрителя.

    Кино Звягинцева от «Возвращения» и через «Изгнание» вводит нас в ритм «Елены»: оно раз за разом доказывает, что оттенки, прорисованные с нужной точностью, дают намного больше, чем постоянный экшн, за полтора-два часа которого герои пересекают Земной шар вдоль и поперек.

    И именно эта монотонность развития от кадра к кадру — очень напрягает современного зрителя.

    И именно она заслуживает отдельного, отрешенного, взгляда и понимания.

    И именно в ней сокрыта сущность картины.

    Все остальное — игра актеров, работа камеры, гримеров, повторюсь еще раз, — все сделано добротно.

    Но это именно тот случай, когда существует нечто цельное и монолитное, что нельзя потрошить, разбирать, разделывать, убивая общность.

    Это редкая и очень своеобразная картина. Это ее плюс. Это ее минус. К ней нельзя привыкнуть: если Вам не нравится живопись — Вы можете стать искусствоведом, но так и не полюбить нутром то, о чем говорите ежедневно.

    Здесь все то же самое. Это кино — анализ не просто души, а совокупности душ. Поэтому и воспринимать его только рационально невозможно.

    9 из 10

    за достойное продолжение собственной линии режиссера А. Звягинцева.

    8 ноября 2011 | 19:12

    Когда смотришь на некоторые супружеские пары, задумываешься, что же их связывает? Любовь или обоюдная выгода? Не обговоренные вслух, но само собой разумеющиеся вещи. Кому-то так удобно, а кто-то просто не может жить по-другому, потому что живет для других.

    Главная героиня фильма, Елена, женщина в возрасте, бывшая медсестра не так давно живет в браке с богатым мужчиной. Совместная жизнь больше напоминает санаторий, где Елена продолжает выполнять роль сиделки. Между тем женщина успевает навещать нерадивого сына-лентяя и его семью. Приносить деньги, играть с ребенком. Сын Елены не работает, но охотно попивает пиво и живет с уверенностью, что мир ему что-то должен. А его мать должна мчаться через весь город, что бы принести в чужую семью хоть какие-то деньги. Она же мать. Должна быть в ответе за своего сына! Тут и задается вопрос «а нужно ли вообще рожать паразитов?».

    Елена разрывается на два лагеря. С одной стороны — паразитирующая семья, которая держится исключительно на деньги Елены, с другой — немолодой и требовательный муж, другая жизнь.

    Сам фильм очень четко показывается переход между двумя совершенно разными мирами. Миром богатых и прогрессирующих и миром бедных и паразитирующих. Статичные кадры, холодные тона, акцентированные шумы создают на протяжении всего фильма чувство «вот-вот, сейчас уже». Большой, но холодный и тихий дом, где гробовой шум дверей звучит чаще, чем живые разговоры. И маленькая квартира в «гетто» районе городе, где преобладают духота, бардак и постоянный шум. То телевизор шумит, то игровая приставка, то новорожденный ребенок. Который, кстати, либо плачет, либо молчит. Не смеется и даже не улыбается.

    Еще есть дочка мужа Елены, которая живет в свое удовольствие. Живет одним днём. Нейтральный, но очень важный персонаж. Живая идея фильма « Не плодить паразитов». Как говорилось «гнилой плод».

    Сам Звягинцев в интервью сказал, что хотел назвать фильм «Нашествие варваров». Обратимся к истории. Если представить, что наш мир- это Рим, большая прогрессирующая империя, а паразитирующие слои населения — варвары, всё логично. Рим разрушили варвары.

    Красной нитью в фильме Звягинцев пускает идею существования. Муж Елены Владимир богатый, но несчастный человек. Его презирает дочь, нет жены, в фильме не показаны (или просто нет) его друзья. К тому же он физически больной человек, который банально не успеет потратить то, что он накопил. И есть семья сына Елены. Во главе семьи здоровый безработный лодырь, который не против выпить, точно такой же сынок и жена, которая «штампует» новых и новых проглотов. Семья сорняков. Есть и третья сторона — дочь Владимира, которая вообще не видит цели заводить семью.

    Во всех трех случаях показаны крайности бесполезного существования. Владимир заработал, дочь и семья Елены откусили по куску. Все сыты, но никто не счастлив.

    В фильме также следует отметить отличную работу композитора. Музыка держит в напряжение до последней секунды, а потом резко тишина. Очень хороший приём. Звуковое оформления помогает услышать то, что нужно услышать.

    Фильм «Елена» не сияет от звездных фамилий и не гремит известными саундтреками. Он скорей поёт реквием и режет правду-матку российского (да и не только) социума. Фильм однозначно не дойдет до рук «плюющих с балкона людей», но его вполне можно расценивать, как современный взгляд на будущее. Как таковой истории нет, есть просто конкретный пример, конкретная женщина, конкретное имя. Елена. В этом названии всё. Просто конкретное имя глобальной проблемы. Даже больше чем проблемы — способа жизни.

    И лучше бы главная героиня прильнула к какой-то одной стороне. Невозможно воевать на двух фронтах. И то, что случилось в конце — это не победа. Проиграли на самом деле обе стороны. Ведь, если бы внука Елены забрали в армию, возможно, хотя бы появилась надежда на изменения.

    Гнилой плод. Попытка построить счастье на чужом несчастии. Существует такая премия, премия Дарвина за «очистку генофонда». Думаю, герои Звягинцева, в какой-то степени её заслужили.

    30 января 2012 | 22:33

    Владимир — это процентщица

    Елена — это Раскольников

    Высокая цель Раскольникова: ради счастья всего человечества, заполучить деньги расчетливой и алчной процентщицы, убив ее и преодолев тем самым нерасчетливое человеколюбие в себе.

    Высокая цель Елены: ради того, чтобы внук откосил от армии, заполучить деньги алчного и расчетливого мужа, убив его и преодолев тем самым нерасчетливое человеколюбие в себе.

    Ничтожность цели Елены подчеркнута тем, что внук может скорее погибнуть не в армии, а рядом с домом.

    Изощренность средств Елены подчеркнута тем, что нет ни топора, ни крови, никакой следователь не расколет.

    Кроме неясного намека врача : «Куда уж корректнее?»- мол, я же не обвиняю Вас в убийстве! — никакого внешнего давления на Елену нет, в отличие от постоянного психологического давления на Раскольникова.

    Деньги — это бог, которому в конце фильма поклоняются все. Деньги — вот что главное — даже в церкви. В своей дочери Владимир признает свою родную кровиночку, когда та говорит, что готова с ним даже облобызаться ради денег. Деньги в пачках, в мятых купюрах, на кредитках, в сейфе — они все время на переднем плане.

    Елена последней из всех принимает «крещение» Маммоне (Mymoney) в момент истины, узнав, что муж в жены ее не взял, а нанял. За работу в качестве жены он, как это полагается по ТК, назначает ей пенсию-ренту. Работа Елены женой заканчивается в момент его смерти, и она становится пенсионеркой — все рассчитано до мелочей. Итак, деньгам подчиняется брак и, следовательно, сама жизнь.

    Но раз именно денежную расчетливость ее муж признает универсальным биологическим принципом эволюции человека, то Елена применяет этот принцип к самомУ расчетливому муженьку, перейдя из класса «тварей дрожащих», к которому ее относит ее муж, в класс «право-деньги имеющих».

    Ошибкой мужа было то, что свою низменную расчетливость он считал высокой и недоступной низшим классам. Но Елена легко достигла равенства в расчетливой низменности. Легко. Вниз вообще идти легко.

    Цель и средства — изменилось и то, и другое — об этом скорбит Звягинцев. Каким станет новый человек в этом уродливом, лживом, черном, фашизоидном мире?

    10 ноября 2011 | 11:13

    Мне «Елена» не понравилась по форме. Слишком неторопливое повествование и развитие сюжета, чрезмерное внимание к ненужным деталям. Оттого фильм кажется каким-то очень унылым, тоскливым, нарочито обыденным и пресным.

    Вообще, создалось впечатление, что фильм снимался не для российских зрителей, а с прицелом на западные фестивали. Бытовая сторона жизни героев показана настолько подробно и детализировано, что становится откровенно скучно. Мы всё ЭТО наблюдаем в том или ином проявлении каждый божий день, ну зачем нам на это смотреть еще? А вот для западных зрителей все эти растянутые и до мелочей прописанные бытовые зарисовки могут представлять интерес, они-то не знают, как среднестатистический российский обыватель проживает каждые пять минут своей жизни.

    Так и не поняла, то ли актерская игра не понравилась, то ли сами характеры героев плохо прописаны. Скажем, дочь главного героя Катя — какой-то совершенно непонятный для меня типаж. Этакий новый подвид нигилиста и циника. Ее философские рассуждения показаны в лучших американских традициях и как-то совсем не вписываются ни в данную картину, ни в современные российские реалии.

    Но всё это моё субъективное мнение. Могу легко представить, что фильм многим понравится. Я такое кино не люблю, но, в целом, фильм вполне себе достойный и качественный.

    7 октября 2011 | 12:06

    Давно и с нетерпением ждал новой картины Звягинцева. Правда, после прорыва «Возвращения» и откровения «Изгнания» боязно было, сумеет ли режиссёр удержать однажды заданную планку. Награды Сандэнса и Канн одновременно и успокаивали, и подогревали интерес. Наконец-то картина в прокате. Что же мы видим?

    «Елена» — это Звягинцев, но Звягинцев новый, изменившийся, но оставшийся прежним. В фокусе внимания режиссёра по-прежнему семья. По-прежнему изумительной красоты кадры, обилие статичных сцен и неторопливое повествование. Снова трагедия, снова смерть и снова нелюбовь героев друг к другу. Однако, если действия «Возвращения» и «Изгнания» происходили как бы везде и нигде, всегда и никогда разом. То в «Елене» мы видим чёткую привязку к столице России наших дней. Нет Константина Лавроненко, «воплощения мужественности», исполнителя главных ролей прошлых лент. Центральной фигурой здесь является женщина — актриса Надежда Маркина.

    История, рассказанная в ленте, до ужаса тривиальна и до безумия бесчеловечна. Бесчеловечна не только потому, что жестока, но и потому, что людей в ней действительно нет. Все герои картины, как мудро замечает кто-то из них, — это «недочеловеки», плоды «гнилого семени».

    Владимир, персонаж Андрея Смирнова, принадлежит к власть имущим, к элите нашего мира. Он скуп, так как знает цену деньгам, жесток, рассудителен, самоуверен. Его жена, она же прислуга, Елена — из «низов», что не наделяет её добродетелями. Пусть она скромна, покорна, безропотна. Это лишь маски, актёрство, мнимое и временное смирение с ролью раба. Пусть грошовую пенсию она незадумываясь отдаёт своему безработному детине от другого брака. Но в решающий момент она способна преступить самую крайнюю черту, совершить тягчайший грех. Её сын — здоровый мужичина, умственно задержавшийся в развитии на стадии десятиклассника. Он целыми дням сосёт пивко, плюёт с балкона, ждёт денег от мамы, ну, и соответствующим образом воспитывает сына, успешно лепя своё подобие. Жизнь дочери Владимира — тоже от другого брака, — столь же бесцельна. Деньги, присылаемые отцом, конечно, совсем не те, что пенсия Елены, но это не меняет паразитической сути её существования. Единственное её преимущество в том, что она умна, умна достаточно для того, чтобы играть словами в ответ на идиотизм происходящего вокруг.

    Герои живут в разных материальных условиях. Одни с роскошеством в элитных домах в центре Москвы, с видом на Храм Христа Спасителя. Другие — на грани бедности в пригороде, в шаговой доступности от ТЭЦ. Однако, все эти люди одинаковы. Условия их жизни не меняют их сути. А суть их в том, что все они одинаково пусты. Когда Елена взволнованно обращает к Владимиру библейское пророчество: «И последние станут первыми» — она ошибается. «Последние» не станут «первыми», так как «первых» нет, здесь все «последние». Деньги, власть не заполняют духовного вакуума, не развеивают скуку и не сближают людей. Здесь нужно какое-то другое лекарство, оно хорошо известно, но как и в прежних фильмах Звягинцева, герои его не находят, они не задумываются о нём, даже когда (неоднократно) говорят о нём. Слово «любовь» ни для кого здесь не имеет смысла, его истинное значение обесценено, подменено другими, чаще корыстными идеями и мотивами. Впрочем, мотив у персонажей во всех словах и действиях один. Борьба за выживание, за существование, ассоциирующаяся с обладанием деньгами. Законы в подобном деле, как водится, жестокие, а если где-то более сильные и способны помочь слабым, то это не помощь, — это медвежья услуга, поощрение паразитизма, подкармливание «гнилого семени».

    Самое страшное в картине то, что она сверхобъективна. Авторы ни намёком не высказывают своего отношения к героям. Они просто показывают всё «как есть». И с этим «как есть» зрителю тяжеловато будет не согласиться. У нас и вправду всё так, от исписанных гадостями подъездов, до гадких мыслей людей, находящихся по разные стороны социальной пирамиды. Объективизм этот усиливает звучание картины в духе приговора, приговора всему современному российскому обществу, от бедных до богатых, от старых до молодых, от образованных до невежд, от элиты до масс. «Куда идём мы?» — вопрос, не покидающий меня после просмотра «Елены». Над ответом стоит подумать, картина Звягинцева настойчиво убеждает нас в такой необходимости.

    10 из 10

    13 октября 2011 | 03:40

    Фильм достоин серьезного обсуждения и осмысления.

    Фильм-размышление. Фильм-философия. Обыденный, бытовой сюжет, с претензией на осмысление целого слоя людей современной России.

    Понятна цель и задача режиссера, получилось донести то, что он хотел. Смысл лежит на поверхности(подробнее об этом чуть позже), НО большинство людей пройдут мимо него, и не потому что «не поняли», а потому что не задело.

    По-моему это единственный но огромнейший недостаток картины — фильм не трогает, не будоражит. Почему же не трогает? Неужели отчаянный поступок Елены, готовой на все ради своей семьи, не задевает за душу? Да просто зритель не верит ей. 

    Не разобрался Звягинцев с характером своей героини. Абсолютно невероятно, чтобы ЭТОТ персонаж с такой внутренней логикой совершил такое. Это отступление от характера персонажа. Другая женщина с другим характером на такое бы пошла — но не эта. Можно сказать, что любовь заставляет даже такого смиренного, скромного, доброго человека ослепнуть и пойти на преступление. Можно. Но в фильме нету ни одного малейшего намека на убийственную, всестирающею на своем пути, любовь Елены к сыну и внукам. Ну нету этого и все! Да и не любила она мужа, слишком быстро и просто она все решила и пережила (слишком быстро и просто исходя из характера, заложенного в ней). Мы не видим остроты, мы не видим настоящего внутреннего разрыва, нету ломки, нету той самой жертвы!

    Именно поэтому зритель неосознанно не верит, и пропускает то, что должно было стать главным, мимо. Поэтому, к сожалению, далеко не все посмотревшие правильно оценят замысел и идею фильма.

    Теперь о достоинствах. Несмотря на плохо-прорисованных персонажей, на уже испорченное впечатление, фильм своей цели достигает.

    Звягинцев говорит о своем мнении на нынешнею обстановку в стране, и с ней нельзя не согласиться — все здесь обречено. Наше будущее — наше молодое поколение — обречено. Два персонажа, это поколение олицетворяющее, Саша и Катя.

    Саша, ну что говорить, все понятно и так… 17 лет не такой уж и бессознательный возраст, элементарные вещи уже надо понимать. Семья небогатая, простая, так почему же человек в 17 лет не знает цену деньгам?? Он, конечно, не знает жертву своей бабушки, но мы же не видим от него ни малейшей благодарности! Ни какого осознания жизни у парня нет! Его жизнь — это пиво у подъезда, вражда с такими же как и он детьми, которые уже скованные ограниченностью возможностей, из которого вытекает ограниченность воспитания, из которого вытекает ограниченность мышления. Они ничего не смогут сделать ни для себя, ни для общества, тем более. Только плодить себе подобных. Мы видим, что Саша врят ли воспользуется возможностью, которую ему подарила судьба.

    Катя — вариант второй. Возможности есть все, которые только можно представить, нет никаких запретов и никаких границ. Катя осознанно пользуется этой вседозволенностью, осознанно скатывается по наклонной. Она далеко не глупа, в ее словах много такого, что обычно называют «горькой правдой». Она уже в таком молодом возрасте говорит о бессмысленности. Ну да, если все бессмысленно, почему бы и кидаться от одного удовольствия к другому, от одного к другому. Печорина напоминает, она не видит смысла, уцепиться ей не за что, и разочарование неизбежно.

    Вот такое наше молодое поколение, а какое поколение — такие и перспективы.

    Все здесь обречено.

    16 января 2012 | 18:03

    Вот я и посмотрел «Елену» Звягинцева. И первой реакцией было — возмущение и досада. Елена не оказалась ни прекрасной, ни премудрой. Но, поразмыслив минут 10, я попытался что-то вытянуть для себя и этого фильма. Потому что, если пройтись поверху, то в сухом остатке мы имеем скучно снятую российскую повседневность. И даже великолепная игра актёров не покрывает этот пробел размером с хронометраж картины. Возможно, последующие мои измышления я надумываю и оправдываю режиссёра, вменяя ему в заслугу предыдущие работы, а может быть услышал-таки Елену. Судите сами. Да, обычная Россия в своём неприглядном виде. «И последние станут первыми» — по словам героини, и не важно, какой ценой — как у нас повелось. Утром ставим свечи в храме за выздоровление мужа, а вечером изощрённого его же убиваем ради детей-нахлебников. В этом фильме в разрезе изображено уродство современного и знакомого нам общества. Все герои испорчены, все искалечены. Владимир богат, но бездушен, дочь Владимира циничная гедонистка, семья Елены бедна и порочна, а сама Елена — бьющаяся в клетке птица, но с той разницей, что клетка у неё двойная. И когда она вылетает из золотой клетки мужа, она оказывается в чугунной клетке сына. И выбор её оканчивается не в пользу любви, а в пользу чугунной клетки, которая теперь сожмётся до размеров золотой. В чём объективная, представленная нам проблематика данного фильма? Ключевые фразы были сказаны, на мой взгляд, в больнице устами дочери Владимира:

    - Не понимаешь за что платишь?
    - За что расплачиваюсь.

    А расплачиваться не за что по словам Катерины — мы все больны и плодим себе подобных. И нет смысла рожать, если нечего дать и нет веры в способность кого-то воспитать лучше самого себя.

    Складывается впечатление, что это и есть ответ режиссёра на изображённую трагедию. И как результат в финале картины мы приходим в ту же квартиру, но с паразитирующими в ней элементами в виде семьи Елены. И главная аллюзия — лежащий младенец на кровати убитого Владимира — замкнутый круг и круговая порука. Так я услышал режиссёра и это самое обидное. И никакого ответа от него не последовало. Ни у кого из героев нет ответа — каждый за себя и Елена ничуть не жаль. Права была Катерина, усмехнувшаяся над признанием Елены в любви к Владимиру. Не убивают любимого мужа-кормильца ради спасения внука-лодыря от воинской службы. И потому я не вижу трагедии Елены отдельно взятой, я вижу трагедию общества. Поэтому назвать экзистенциальным этот фильм можно, но с приставкой «отвратительно» или «бессмысленно». В общем: финал есть, а Выхода — нет! «И последние станут первыми» — возможно, эта цитата Библии послужила тезисом картины, но уж очень печально, когда извращают Писание ради дешёвой философии. Уж точно не о финансово-материальном торжестве одних над другими сказал Христос. А духовного торжества не последовало, а посему чувство разочарования. Если Звягинцев не нашёл для себя ответ — это мне странно, если же в том и заключается его ответ, в солидарность с фонтриерской философией разочарования и безысходности — то мне вдвойне жаль его. А каким мог бы быть выход? Какого ответа я ждал? Уж лучше б Елена стала Катериной по Островскому и бросилась с обрыва — это не было бы спасением, но отвело бы её от поражения перед злом. Да, её можно пожалеть — ей некого любить, никому она не нужна по-настоящему. В такой ситуации остаётся любить Бога и тех, кто нуждается в любви — таких не мало. И наилучшим выходом и правильным для неё был бы, на мой взгляд, — разобраться в себе самой, очиститься от лжи в своей жизни, уйти от нелюбимого мужа или быть ему достойной женой, коли в том её выбор. Смириться или не смиряться — но в том и в другом случае быть верной себе, верной любви, правде и собственной доброте. А «наша» Елена обречена на инсульты и инфаркты в ожидании возмездия и кары Божьей, которую она начинает для себя самой ожидать и бояться. «Что делать мужи братия?» — вот вам другая цитата из Библии.

    5 из 10 

    (что значит «не впечатлило»).

    15 сентября 2012 | 02:07

    Фильм замечательный и присутствие красных рецензий лишь подтверждает что искусно затронута сущность примитивных человеческих созданий. Далеко не каждый потрудится проанализировать увиденное и попытается что то вынести из него.

    Ведь это потомки «Елены» не видят мастерства в творении Звягинцева, точно так же как Елена не могла с должным уважением относится к людям честным трудом заработавшим себе капитал. Ведь это предки «Елены» во времена Сталина инициировали доносы на кулаков и интеллигентов — людей вкалывающих с утра до ночи. И наверняка не без подачи предков «Елены» людей жгли на кострах во времена инквизиции.

    Но разве можно осуждать Елену? Владимир привел в дом сиделку, прожил с ней 7,5 лет в гражданском браке и 2,5 года в официальном браке, по существу ставя ее вровень себе и после этого заявил ей что она ей не ровня а лишь прилежная служанка которой он дарует пожизненную ренту. Честный человек ставя человека из другого сословия себе вровень по честному обязан с ним делится всем.

    Похоже очень немногие попытались понять Катю которая будучи подростком столкнулась с выбором отца. Естественно у нее пошло полное отчуждение к отцу. Ведь будучи чутким и умным ребенком она сразу просекла что Елена не отличается не добротой, не любовью и смотрит с глубоким укором и завистью на тех кто по ее мнению не заслуживают богатства.

    Наверняка эти вот Екатерины вырастают с пониженной самооценкой и протестуют против родителя, не понимая что отчуждения от отца — убивает…

    Катерина, рожай достойных детей для своей родины. Нам нужны умные и работящие и если ты их не будешь рожать вернется эпоха Сталина и инквизиции.

    Низкий поклон автору фильма.

    10 из 10

    13 июня 2012 | 00:09

    Глубоко впечатлена фильмом «Елена». На протяжении всего просмотра не покидает ощущение полного присутсвия в реальности героев, идеальные кадры, ни одного лишнего слова в репликах героев, ни одной несущественной детали (сбитая белая лошадь на переезде, отключение электричества во время застолья, каналы, которые смотрит Елена и т. д.) Каждый предмет не только интерьера, но и одежды даёт заочную исчерпывающую характеристику каждому персонажу, вплоть до рисунка на постельном белье. Удачно применён приём контраста и сопоставления: дом Елены и Владимира — жилище сына, свеча за здравие — убийство, трепетное отношение к внукам — холодный расчёт при заметании улик; любопытно сопоставить сына Елены и дочь Владимира.

    Сюжет довольно прост: материнский инстинкт толкает Елену, даму в возрасте, с глазами преданной собаки, на преступление, однако поступок её воспринимается не как геройство, сочувствия к этой женщине нет. 10 лет совместной жизни с рассудительным, знающим цену труду, человеком не добавили ей ума: как была сиделкой, так, по сути, ею и осталась. Вырастила сына-планктона, нашла тысячу оправданий его убожеству и продолжает в том же духе влиять на воспитание внука. Налицо ограниченная «философия» мещанства: есть мы, а есть богатенькие; «вот жмот», как сказал её сын в адрес Владимира. Таким, как Елена и её родня, вполне хватает тёплого сарая и корыта перед носом, они дальше будут размножаться, жрать и жаловаться на обделённость. Вечная мечта о равенстве, о том, как «последние станут первыми» будет греть самолюбие, а о том, что первые места надо ещё заработать, мысль не шевельнётся, куда удобнее на всём готовеньком: будь то мама с большими сумками или деньги из сейфа мужа.

    Больше сочувствия вызывает Катя, дочь Владимира, однако и с ней не всё ясно: востра на язычок, не жалует родителя вниманием, однако с удовольствием живёт за его счёт. «Гнилое семя» — звучит из её уст как приговор.

    Фильм в достаточной мере обнажил социальный, экономический, духовный кризисы общества; тут вам и проблема «отцы и дети», и «булгаковская» Москва и откровенная достоевщина. Мещанство — бездонная бочка, сколько в неё не кидай, всё равно пуста будет, и да, те самые, на «верхушке», действительно право имеют решать, кто достоин куска их хлеба, а кто нет.

    10 декабря 2011 | 02:30

    Честно говоря, после прочтения аннотации к фильму у меня сформировалось несколько предвзятое к нему отношение. Но все же реклама, статьи и противоречивые отзывы критиков взяли свое, и я выделил время для просмотра сего продукта. В общем, фильм оставил неоднозначное впечатление, и зрителю неискушенному я бы его не рекомендовал. Постараюсь пояснить.

    С одной стороны, игра актеров, выполнена отлично. Причем, это касается актеров всех персонажей, начиная с самой Елены и заканчивая ее внуком. Некоторые с этим не согласятся, но я лично считаю, что это так.

    Операторская работа тоже хороша. Несколько напрягает длинный кадр, но после десяти минут просмотра к этому привыкаешь. К тому же не могу не отметить внимание режиссера к деталям, где-то символичным, где-то добавленным для реализма, сближающего зрителя с происходящим. Признаю, это ему удалось.

    Звуковое сопровождение не отличается богатством композиции, но реализовано к месту. Диалоги героев выверены и достаточны, ничего лишнего. К сюжету с технической точки зрения тоже претензий нет, все увязано кроме, возможно, некоторых деталей, не имеющих отношение к общей идее.

    Теперь о самом главном. В фильме совершенно не расставлены акценты, что позволяет трактовать основную идею с точностью до наоборот, а то и заподозрить вообще ее отсутствие как таковой!

    Начнем с сына Елены и его семьи. Здесь отношение автора к ним выражено внятно, неоднозначности не возникает.

    Владимир (муж Елены) показан «жадным, хитрым, умным, плотоядным». Между тем он, не побоюсь такого слова, единственный действительно положительный герой (и не считайте меня западником и поборником капитализма). И ни один из авторов критических статей, которые я успел прочесть, этого не заметил! А уж в его положительности я точно не сомневаюсь. Он однозначно честен, прям, умен, в меру скромен, предельно корректен и уж точно не жаден. Да, он осторожен, тверд, где-то поступает даже жестко, но все же справедливо. И не надо говорить об отношении к Елене — к человеку относятся в первую очередь так, как он сам себя позиционирует. Здесь я подчеркну, что каждая из приведенных мной характеристик основана исключительно на конкретных кадрах и диалогах. Я их здесь не привожу, если просмотрите фильм внимательно и непредвзято к данному герою, сами в этом убедитесь. Его вина лишь в том, что к старости не смог найти человека, которого бы смог любить и которому мог бы доверять. С воспитанием дочери тоже не сложилось. Но главное, практически никто в нем не увидел ни одной положительной черты, а это уже однозначно вина режиссера. Или он сам ничего не увидел?

    Теперь о дочери Владимира. Да, разнузданная девица, ни тени уважения к окружающим, откровенный цинизм и много чего еще непривлекательного. Однако, как ни странно после сцены ее встречи с отцом мое мнение изменилось. Видимо, и у Владимира тоже, раз решил составить завещание таким образом. Все же под внешней маской у нее скрывается нечто большее. И это действительно можно увидеть, правда, если смотреть уж очень внимательно. Из десятка прочитанных мною критиков это увидел лишь один — снова минус режиссеру. Или он этого и не предусматривал, а результат получился случайно благодаря игре актрисы?

    О главной героине — Елене. Вот уж точно неоднозначный персонаж. Точнее, персонаж-то однозначно отрицательный, с кучей неприятных качеств (не буду здесь их описывать), но отношение автора к нему абсолютно непонятно. Точнее даже, непонятно, что же он этим вообще хотел сказать. В жертву себя она не приносила (многие с этим поспорят, но я категорически не согласен), совершила, мягко говоря, нелицеприятный поступок, причем с расторопностью бывалого душегуба. На теме мучений ее совести автор, как мне показалось, также не настаивает.

    Так о чем же фильм? О тупости, лени, слепой материнской любви, эгоизме поколения? Но это все представлено, как детали. В чем основная идея, зачем нам показали тупиковую ситуацию? В том, что паразиты заполоняют мир, сочувствующие им помогают в этом (причем всеми доступными способами) при попустительстве незрелых личностей и декадентствующих элементов, а нормальные люди погибают, и «последние станут первыми»? Но это можно было бы показать гораздо проще и доступнее.

    Вообще, лично я предпочитаю, чтобы идеи высказывались на примерах положительных, а не от обратного. В последнем случае неизбежно возникает сложность в трактовке этой самой идеи, к тому же от таких фильмов остается осадок какой-то безысходной гадливости.

    Однако, при всей своей неоднозначности, картина все же заставляет зрителя задуматься, — а на чьей же стороне он сам?

    29 января 2012 | 07:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 154 руб.
    Blu-Ray, 230 руб.
    подробнее

    Новости


    Александр Роднянский, продюсер картины «Левиафан», получившей приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, рассказал КиноПоиску о том, почему новый фильм Звягинцева ждет еще более успешная судьба в мировом прокате, чем предыдущие ленты режиссера, и как хвалебные рецензии критиков мгновенно влияют на продажи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Андрей Мерзликин и в жизни такой — неравнодушный, воспринимающий все близко к сердцу. Я заранее понимал, что для „Дома на обочине“, где вся острота сюжета внутри человеческой души, где нужно прорабатывать тонкие психологические вещи, нужен именно такой актер... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Андрей Звягинцев рассказывает в интервью THR о том, как успех влияет на режиссерскую карьеру, почему его «Лефиафан» — народное кино, а также о том, где появилось название проекта. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings24 115 934
    2.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 112 686 742
    3.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7 206 293
    4.Топ-5Top Five6 894 814
    5.Город героевBig Hero 66 055 901
    12.12 — 14.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies738 000 000
    2.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar87 151 019
    3.ПирамидаThe Pyramid28 777 810
    4.Любит не любит28 315 163
    5.ИнтерстелларInterstellar11 043 453
    11.12 — 14.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Огни большого городаCity Lights8.480
    41.Запах женщиныScent of a Woman8.479
    42.Джентльмены удачи8.478
    43.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.477
    44.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.477
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.78%
    2.Отряд самоубийцSuicide Squad97.37%
    3.ВозвращенецThe Revenant96.61%
    4.Робот по имени ЧаппиChappie96.11%
    5.ГоловоломкаInside Out95.78%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Если я останусьIf I Stay39
    ИнтерстелларInterstellar870
    Волки2
    Я очень возбужденLos amantes pasajeros55
    Коко ШанельCoco Chanel32
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.953
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.158
    Любит не любит6.772
    ПирамидаThe Pyramid4.808
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.696
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Большие глазаBig Eyes15.01
    премьеры