всё о любом фильме:

Собачий полдень

Dog Day Afternoon
год
страна
слоган«Ограбление банка должно было занять десять минут...»
режиссерСидни Люмет
сценарийФрэнк Пирсон, П.Ф. Кладж, Томас Мур, ...
продюсерМартин Брегман, Мартин Элфэнд, Роберт Гринхат
операторВиктор Дж. Кемпер
художникЧарльз Бэйли, Дуглас Хиггинс, Анна Хилл Джонстоун, ...
монтажДеде Аллен
жанр драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  22.8 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время130 мин. / 02:10
Номинации (5):
В жаркий бруклинский полдень двое воодушевленных неудачников решают ограбить банк. Санни — главарь, Сэл — помощник, а провал — результат. Потому что полиция, толпы зевак, телекамеры и даже разносчик пиццы прибыли на место происшествия. «Хорошо спланированное» ограбление превращается в цирк.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
35 + 1 = 36
8.5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Сюжет фильма основан на статье П. Ф. Кладжа и Томаса Мура «Ребята в банке» (The Boys in the Bank).
    • Первоначально Сэла должен был сыграть 18-летний актер; именно столько лет и было настоящему Сэлу (Сальваторе). Однако затем эта роль досталась Джону Казале.
    • Аль Пачино и Крис Сарандон сымпровизировали свой телефонный разговор.
    • Действие фильма разворачивается жарким летом. Однако на съемках стоял жуткий холод. Актеры, участвовавшие в сценах за пределами банка, вынуждены были постоянно замораживать рты с помощью льда, чтобы не было видно их теплого дыхания.
    • Dog days пришли в английский от римлян. Те называли собачьими днями (dies caniculares) два самых жарких летних месяца — в честь созвездия Большого Пса (Canis Major), которое в это время года господствовало в небе (его альфа — Сириус или «Собачья звезда» у римлян). Примерно в это же время собаки имеют тенденцию беситься от жары.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Фильм поставлен по реальному ограблению, прошедшему 22 августа 1972 года: двое грабителей врываются в банк и пытаются его ограбить, но… денег нет. Они не успевают уйти, и через несколько минут их окружают 250 полицейских, толпа зевак и телевизионщики.
    • еще 3 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Этот фильм, пользовавшийся большой популярностью в американском прокате (вошёл в десятку за сезон и даже в сотню самых кассовых за все 70-е годы), основан на реальном факте ограбления банка в Бруклине в очень жаркий день 22 августа 1972 года. Сценарист Фрэнк Пирсон, получивший премию «Оскар», и режиссёр Сидни Люмет предлагают не просто реконструкцию события, которое воспроизведено на экране до мельчайших подробностей. Их рассказ наполнен точными психологическими деталями и нюансами, а также тонко проработаны мотивы поведения всех героев. Но наиболее впечатляет воссозданная в ленте атмосфера жизни нью-йоркского района, который волею судеб был вовлечён в происходящее. Развивая найденную за два года до этого в «Серпико» манеру повествования, Люмет в «Жаре пополудни» (так следовало бы перевести название) даёт достоверную панораму различных сторон большого города, рисует почти документальную и вместе с тем — острохарактерную, подчас трагикомическую картину современных нравов (по точному отзыву «Видео Муви Гайд», этот фильм — «шедевр комментария к современности»). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Конечно достоверно узнать, что случилось в 1972 году при реальном ограблении банка крайне сложно. Но через три года после этого Сидни Люмет, собаку съевший на таком кино снял блистательный и провокационный политический фильм. Собственно ниша подобного кино была на то время прочно занята тем же Люметом и Аланом Дж. Пакулой.

    Обычный день в обычном городе. Его спокойное течение меняет ограбление банка, уже сразу пошедшее не по плану и постепенно превращающееся в дикий фарс. В который всего столько намешалось. Исполнители главных ролей — Аль Пачино и Джон Казале играют отменно (кстати, оба эти актера уже встречались на съемочной площадке. То были две части «Крестного отца»).

    Использовав простую фактуру провокатор Люмет превратил фильм в жесткий обличительный выпад. Против полиции, стрелявших в мирных граждан ("Аттика, Аттика» — ревет разъяренный герой Аль Пачино), против телевидения, бросающегося как собака на любую лакомую кость ("Почему вы не хотите с мной разговаривать? Это вы не хотите, я напротив расположен») в поисках сенсаций (но исключительно «правильных» в их понимании), против несправедливости в самом демократичном государстве (ветераны Вьетнама, прозябающие и никому ненужные). Даже тема геев не осталась в стороне. Все перемешалось в безумном фарсе.

    И как ни странно, все это минута славы, так обожаемая американцами ("Меня покажут по телеку. Я звезда»). Короткое время, яркий всплеск, обнажающий язвы американского общества. Но столь короткий и нежданный, неподдержанный, что его света, как от сердца Данко не хватает людям для спасения. И все заново погружается во мрак. Бунты подавлялись всегда, пока сильна власть. Но эта сладкая минута славы, дающая смутный призрак надежды…

    17 ноября 2008 | 03:23

    Интересно смотреть подобные фильмы, про ограбления банков. И хоть это не лучшая картина про грабёж, но она и не худшая, всё же на неё стоит обратить внимание. Двое молодых, лихих людей решаются ограбить банк, ну и как всегда, всё пошло не по плану. Было интересно смотреть как главные герои будут выкручиваться из этой неприятной ситуации, и к чему в итоге их действия приведут. В основном, в фильме покажут только преступников с заложниками, внутри банка и полицейских с пушками, на входе в банк. Все 2 часа, именно там будут разворачиваться события. От всей этой истории (снятой на реальных событиях), дух захватывает. Именно актёрский состав, который сыграл без единой ошибки, сделал картину интересной. Без них, картина была бы пустой и предсказуемой. Но пока бегал этот сумасшедший «Аль Пачино» в роли Санни, с пушкой в руках, я ожидал всё что угодно и не мог предугадать дальнейшие действия. Актёры, все и каждый, смогли передать сильное напряжение от разворачивающихся действий. Да, можно сказать, что хотелось сопереживать каждому кто был в банке, а также грабителям, ведь они крепко вляпались. Санни и Сэлл, цепляют своими своеобразными характерами, их хотелось разгадать и узнать что ими движет.

    Впечатления от этой истории были неопределённы, я выл в замешательстве. Я понимаю, что эта картина снята на реальных событиях, но всё же, могли бы приукрасить концовку! Весь фильм я ждал необычную завершение действий, но мои ожидания не оправдались. Все 2 часа действительно хотелось им симпатизировать и переживать за них. Конечно ясно, что рано или поздно грабители не добьются своего, но всё же, надежда была и её нужно было реализовать. И конец фильма я представлял совершенно другим, более неожиданным. Когда пошли титры, первые мои слова которые я произнёс, «И это всё?»

    Собачий полдень определённо нужно посмотреть людям которые любят сюжеты про ограбления, и он не чуть не хуже, остальных подобных фильмов. Но не ожидайте многого, концовка хоть и интригующая, но её легко предугадать.

    8 из 10

    14 декабря 2013 | 21:22

    «Когда меня трахают, я люблю, чтобы меня целовали в губы» (Сонни Вортзик)

    День 22 августа 1972 года должен был стать самым обычным в истории Бруклинского банка. Выручку забрали вовремя, персонал подготавливал всё для плодотворного рабочего дня. Главный бухгалтер начал принимать первые звонки, а одну из работниц по имени Мария как всегда прихватило «по-маленькому». Первыми посетителями стали двое солидных мужчин, а также один помладше, которого поначалу даже не хотели пускать внутрь. Первый из них, очутившись с глазу на глаз с главбухом Малвени, обнажил свой автомат, двое же других также пришли не с пустыми руками — пистолет и винтовка. В плане Сонни Вортзика, как он думал сам, не было слабых мест. Однако всё стало рушиться стремительно, подобно песочному домику, построенному прямо перед приливом. Данные о работе банка оказались ложными, один из сообщников слинял, старый охранник, болеющий астмой, не захотел отдавать ключи, а в довершение работник агентской конторы напротив заметил дым, выходящий из вентиляционной трубы («Я знаю, как это работает, я служил в банке», — говорит Сонни и сжигает одну из улик прямо на месте преступления). И хоть Малвени попытался объяснить случайному свидетелю, что всё в порядке, через мгновение рядом с местом нахождения незатейливых воров объявились все лучшие полицейские города. Когда Мария вернулась из уборной, она попала в совершенно иное место, другой мир. А история об одном из худших ограблений всех времён на фоне жаркого, поистине «собачьего» дня, только набирала обороты…

    Сидни Люмет подарил миру огромное количество фильмов. Стартовав в конце пятидесятых потрясающим «12 разгневанных мужчин», он мог бы тут же уйти на покой, и его даже при таком раскладе вспоминали бы ещё не один десяток лет, однако вместо этого он стал одним из самых плодотворных голливудских творцов. Вплоть до начала девяностых фактически каждый год Сидни являл миру свою новую картину. Сложно проследить в творчестве режиссёра какую-то цельную основу, поскольку количество тем, поднимаемых им, для внимательного зрителя стало трёхзначным ещё задолго до завершения жизненного пути режиссёра. Но всё же стоит признать, что герои фильмов Люмета — зачастую самые обычные люди, волею обстоятельств или случая попавшие в крайне неприятные, а иногда и опасные для жизни ситуации. «Собачий полдень» с этой точки зрения можно считать классической лентой мастера. Все действующие лица фильма никому не хотели зла. Будь то грабитель, или бухгалтер, или полицейский — все действовали строго по плану, заключающему в себя минимальное количество урона для всех сторон. Но непросто остаться целым и невредимым, когда кто-то рядом с тобой нарушает закон. Ещё в первой половине фильма становится ясно, что ограбление здесь — лишь фон для массы душевных переживаний, которые испытывают главные герои. Люмет пробирается в голову абсолютно каждого персонажа, делая каждого из них значимым для сюжета. И ведь всем понятно, что одного факта, — фильм основан на реальных событиях неудачного ограбления, — уже достаточно, чтобы заинтересовать потенциального зрителя, однако останавливаться на этом режиссёр посчитал смерти подобным, повернув действие в совершенно иное русло. Психологическая драма, в которой то и дело проявляются элементы трагикомедии, буквально выставила за порог всю составляющую триллера и непредсказуемости дальнейших событий. В итоге абсолютное большинство зрителей получило удовольствие скорее от диалогов главного героя с самим собой и членами семьи, чем от неожиданной концовки, которой здесь тоже нашлось место. Сидни Люмет продемонстрировал нам истинное искусство, получив удовольствие сам и поделившись им со всеми. А если ещё учесть то, что, как и с любым другим проектом мастера, его на съёмках постигли бытовые проблемы (лютый холод вместо «собачьей жары»), работу режиссёра можно признать выдающейся. Но говорить о том, что Люмет — единственный человек, благодаря которому фильм положительным образом вошёл в историю, язык не поворачивается.

    Когда речь заходит об Аль Пачино все вспоминают, прежде всего, «Крёстного отца» да «Лицо со шрамом», и ничего удивительного в этом нет, однако оба образа, которые американец воплотил в фильмах Сидни Люмета, достойны стать с Майклом и Тони в один ряд. С бравым копом Фрэнком Серпико дело ясное — герой ушедших поколений, вымирающий вид и просто харизматичный дядя с бородой, который отобьёт любое желание нарушать закон. С Сонни Вортзиком всё не так очевидно. Кто же он, бедолага Сонни? Матёрый вор, продумавший все детали вплоть до того, куда потратит украденные деньги? Порядочный семьянин, пошедший на преступление из безысходности? Романтик, который решил просто красиво уйти из жизни, назло недоброжелателям? Или просто запутавшийся человек, которому надоела рутина бытия, а придумать из неё более верного выхода, чем переступить закон, он не смог? Сидни Люмет не даёт единственного ответа на этот вопрос — каждый выберет его сам, когда по экрану поплывут титры. За время повествования Сонни успел поговорить со множеством людей — новых и старых — тех, с кем он общался последние несколько лет, и тех, кому он стал интересен только после содеянного. Каждый такой разговор открывает зрителю всё новые и новые черты его характера. Безусловно, герой Пачино, который к тому моменту уже был звездой экранов — главная фигура здесь, и любители хорошей актёрской игры как минимум не разочаруются, посмотрев этот фильм.

    Самый прожжённый кинокритик не удивился бы, если б увидел в графе напротив этого фильма любой из жанров, которые тут представлены, потому что он является ярким представителем мультитематического кино. Здесь важно всё, будто смотришь триллер, и при этом зрителю абсолютно не понадобится следить за сюжетными перипетиями, как в чистой драме. Военные упражнения работницы банка с винтовкой вызовут смех, а добрых полсотни полицейских, снующих перед входом, создадут ощущение того, что скоро начнётся боевик. Психология в каждом слове и мысли, а на деле — обычная бытовуха про неудавшееся ограбление. Вот такое кино снял на своём золотом веку Сидни Люмет. Снял, заставив каждое новое поколение разбираться в том, кем же был Сонни Вортзик и в чём состояла трагедия его судьбы. Я уже разобрался. Кто следующий?

    11 октября 2014 | 17:37

    Как много всего в этом фильме! Фильм полностью поглощает, очень острый сюжет.

    Во время завязки событий было ощущение что впереди что то комедийное, трое неловких мужчин решили ограбить банк, но, словно у них всё из рук валилось. А далее на протяжении двух часов я пережила и комедию, и криминал, и драму! Место действий не меняется весь фильм, но на этом фоне много внимания уделено психологическим распрям главного зачинщика ограбления Санни с переговорщиком, с работниками банка, банковскими дамами и сообщником. Далее история развивается всё интересней, и про комедию не может быть и речи.

    Герой Аль Пачино старается держать все под контролем, ведь это его день. Да он просто безумец! Сколько в нём эмоций! Крупные планы в данном кино просто потрясающие, а игра актёров не оставляет равнодушия.

    Всем кто любит испытывать эмоции при просмотре советую обязательно смотреть данное кино!

    9 из 10

    28 марта 2014 | 03:53

    Посмотрев фильм, я чувствовал себя как главный герой. Каким-то уставшим и вымученным. И главное достоинство этой ленты в том, что она передает зрителю атмосферу жаркого, нервного дня очень живо. Когда смотришь, такое ощущение что это делаешь вынужденно, а после развязки чувствуешь облегчение. Сюжет очень своеобразен, наверное потому что его написала сама жизнь.

    Два главных героя Санни и Сол. Потрясающие актеры, напоминающие мне о «Крестном отце». Именно из-за Пачино я решил посмотреть фильм. Он был великолепен, как и должен играть актер его уровня. Его герой робкий и нерешительный, наивный грабитель банка. Очень интересное сочетание. Герой Казале другого склада. Он хладнокровный, но пассивный и кажется неадекватным. Но оба они неуверенные в себе и один полагается на другого.

    Думаю что фильму не хватает музыки и также он тяжело смотрится из за своеобразной режиссерской подачи. Смотреть второй раз его точно не смогу. Но он однозначно опередил свое время и его психологический контраст очень ярок

    Классика кинематографа и еще одна память о замечательном актере Джоне Казале…

    8 февраля 2010 | 10:32

    РЕАЛЬНОСТЬ. Честно говоря, я должен признаться, что этот фильм всплыл в моей памяти исключительно благодаря выражению лица одного человека. Он еще молод, но по печальным причинам вынужден был вкалывать с разрешенного нашим законодательством возраста. В должности кладовщика он задержался на 7 лет. Там мы и встретились. Ситуация была следующая: с раннего утра, он по скрытым от меня причинам отлучился и вернулся лишь к вечеру. И выражение его лица в точности совпадало с «маской» героя Аль Пачино — Санни. С трудом мне удалось вытянуть из него информацию и узнать причину произошедших с ним перемен.

    Оказывается, в довесок ко всем горестям и несчастьям, преследующим его с малолетства, добавилось ужасное осознание собственного бытия в системе, построенной на несправедливости, которая фактически является фундаментом и основанием государства (не печальтесь, не только нашего, но любого — достаточно открыть сохранившееся литературное произведение греческой, римской и любой другой эпохи). Мой приятель же отлучался в суд. На скамье подсудимых сидел бывший муж его супруги. И она в свою очередь выступала в роли свидетеля. По его словам, он впервые узнал — с кем он живет. Сделав все от нее зависящее, она помогла несчастному, несправедливо обвиненному в изнасиловании (жертвой, правда, являлась не она) бедняге угодить за решетку… на 7,5 лет. Там он сидит и поныне, в то время как я пишу это.

    Вот так мой напарник осознал свою ничтожность и малость перед безликим, безымянным существом системы. А вместе с ним и я. Ведь с равновеликой вероятностью на месте «того парня» мог оказаться он сам или я или… вы. Но почему? Ведь мы невиновны! Именно поэтому.

    Итак. Со всей определенностью каждый из нас способен ясно понять принцип функционирования системы. Смазкой для нее является людская кровь, а поглощаемой энергией — людские страдания.

    РЕАЛЬНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ. Герой Аль Пачино (Санни) со своим другом Сэлом не в силах более терпеть ее абсурдное подавление решаются на вызов.

    Но тут встает резонный вопрос. Как можно навредить системе, которая априори предвидит любые твои действия за 100 шагов и даже сама устраивает собственное свержение (вспомним 9/11). Ответ один — лишь вместе с тем отвергнув и самого себя, лишь уничтожив собственную субстанцию, которая находится под ее всеподавляющем контролем. В современном кинематографе множество героев подошли достаточно близко к этому — из последних самые знаменитые «Нео» и «Раковая опухоль яичек Джона». Но в истории есть личность, всецело раскрывшая подобную идею в ее всеобщности. Это всем знакомый и никем не понятый Иисус, распятый на кресте.

    Санни же остается жить. Потому система безусловно взяла над ним верх и вновь торжествует победу. Пожалуй, если кто и выиграл у нее, так это истинно добрый и чистосердечный Сэл. Заметим, что одна из заложниц незадолго до убийства вручает ему символический подарок — словно пропуск в мир иной со словами: «Вы впервые направитесь туда. Не бойтесь.» И он действительно заслужил его, в отличие от Санни, вместо спасения в героической смерти вынужденного провести ближайшие 20 лет в бесславии за стенами тюрьмы.

    РЕАЛЬНОСТЬ В ИСТОРИИ. Несмотря на глубокий психологизм, присущий фильму, он скорее тяготеет к документалистике и крайней объективности. Последние кадры дают понять, что перед нами фактически лишь сухая констатация того факта, что произошел в действительности, в нашем реальном(!), а не киношном мире. Начиная с первого (12 разгневанных мужчин) фильма выпуска 1957 года и до последнего (Признайте меня виновным), снятого в 2007 году, режиссер Сидни Люмет в своих работах скорее задавал вопросы, выявлял парадоксы, цеплялся за истины, существующие именно в нашем, а не выдуманном художником мире. И кажется, что в нем их много больше, чем в мозгу самого талантливого гения… Ведь гении (такие как Сидни Люмет) к сожалению преходят, а реальность остается.

    28 июня 2013 | 08:03

    Удивительно, но как показывает жизнь, самые интересные, захватывающие и небанальные истории — это те, которые произошли на самом деле. Правда Голливуд нередко грешит подтасовкой фактов, превращая исторические события в фантастические, что часто не идет на пользу картине. Но в случае «Собачьего полдня» я безоговорочно верю во все, что мне показали. И дело даже не в искреннем уважении к режиссеру Сидни Люмету и сценаристу Фрэнку Пирсону, как к творцам, которые не будут нагло обманывать зрителя, выдавая вымысел за реальные события. Просто история, рассказанная в ленте, настолько дикая, безрассудная, фарсовая, но в то же время безупречно логичная, душещемящая и внутренне искренняя, что не поверить в нее невозможно!

    Но не только создатели ответственны за блестящее кино. Аль Пачино, идеально вписавшийся в облик трагикомичного налетчика Сонни, — это что-то невероятное! Актер не играет, он живет жизнью другого человека. Великолепен эпизод в начале фильма, когда Сонни в банке с показушной крутостью пытается выхватить винтовку из картонной упаковки, но в итоге путается в коробке и чуть не роняет оружие! Пластика, эмоции, поведение персонажа Пачино настолько естественны, что мы перестаем видеть голливудскую звезду, а следим за судьбой реального, живого Сонни!

    Прекрасен в своем лицедействе и Джон Казале, играющий напарника Сонни — Сэла. Его персонаж в отличие от взрывного, эмоционального, непоседливого, но по сути безобидного Сонни, угрюм, молчалив и опасен! Именно глядя на малоподвижного Сэла, мертвой хваткой вцепившегося в свой автомат и почти не участвующего в разворачивающейся драме, мы говорим сами себе: «Вот этот действительно может спустить курок и перестрелять всех к чертовой матери!»

    Хочу также отметить одну из моих любимых звезда «второго эшелона», харизматичного Лэнса Хенриксена. Здесь у него эпизодическая, но важная и ярко сыгранная роль. Фактически она интереснее и показательнее многих других работ актера, в бесчисленном количестве трэшевых фильмов в его карьере.

    Благодаря великолепному сценарию, филигранной режиссуре и безупречному актерскому исполнению фильм смотрится на одном дыхании и пронимает до глубины души! Хочу сразу предупредить, что это не напряженный криминальный триллер о противостоянии преступников, взявших заложников и полицейских! Правильнее определить жанр «Собачьего полдня» как социально-психологическую драму, хотя и снятую со всеми атрибутами остросюжетного кино.

    Возможно, прозвучит несколько наивно, но именно об этом фильме я хотел бы сказать одной иронично-трагичной фразой: «Жизнь, как она есть!»

    2 марта 2009 | 00:36

    Фильм мне показался довольно интересным.

    Прежде всего тем, как разворачивается действие. Актерская игра Пачино и Казале сделала кино по-своему уникальным. Признаюсь, очень забавляло лицо Сэлла и манеры его персонажа. Немного заторможенный Сэлл, несколько неврастеничный неудачник-банкир Санни с полными эмоций глазищами и двумя женами ("одна» из которых несколько неожиданно разбавляет собой почти остановившийся сюжет), отсутствие денег в сейфе — я, признаться, до половины фильма верила в то, что это абсурдная комедия. Ироничная притча о неудачниках. Не знаю… пародия на гангстерские фильмы и фильмы про «переговоры» и «никто сегодня не умрет» вместе взятые. Что угодно, но не криминальная драма и триллер. Настает момент, когда сюжет вообще перестает напрягать зрителя (как, впрочем, и служащих банка, которые под вечер уже мило щебетали, делились фасонами платьев и тренировали удар в гольф при помощи позаимствованной у Санни винтовки). Без конца повторяющиеся пассажи Санни в сторону «дайте мне самолет в Алжир и вообще, я ни с кем не буду больше разговаривать» абсолютно нелогично для жанра в превью убаюкивают нашу бдительность. Уже почти веришь в то, что «никто сегодня не умрет», Сэлл таки узнает, где его обожаемый Вайоминг, а «жена» Санни наконец-то станет настоящей красавицей и выйдет из депрессии.

    НО!

    Тут сценаристы преподносят нам финал, нет, не так — Финал с большой буквы. И понимаешь вроде бы, что кино-то криминальное, жанр ничего радужного не предвещает и всё такое, но два часа жары в тесном офисе, этот кислый обличительный фарс с полицейским уклоном настолько распарили твой зрительский мозг и притупили восприятие… В общем, финал обрушивается, как снег на голову — и все становится на свои места.

    И думаешь: я тут два часа развлекался, глядя на взъерошенного правдолюба Санни и его красивые глаза — а у них вот оно как всё закончилось. Два часа — как в кино, а финал — как в жизни.

    И от этого есть о чем подумать. В какой-нибудь по-настоящему собачий полдень.

    7 сентября 2010 | 17:30

    Жаркий день. Адски жаркий день. В такие дни, как правило, растопленный асфальт с радостной регулярностью принимает в свои объятия самоубийц, а общий уровень преступлений в Нью-Йорке стремится куда-то к пику Эмпайр-стейт-билдинг. Именно в такое время и происходят события фильма Сидни Люмета «Собачий полдень». Положив в основу истории реальную историю ограбления, произошедшего в 1972 году, Люмет, в свойственной для себя драматической манере, попытался показать трагедию человека, потерявшего себя, и доведенного до крайности. Кем или чем? Неважно. Позиция самого режиссера в этом случае отходит на задний план, освобождая место исключительно для зрительской оценки происходящего, а уж «маячков» для анализа он оставляет предостаточно.

    Искренняя любовь к своим персонажам, как одна из отличительных черт, красной нитью пролегающая через все творчество режиссера, проявляется уже с первых минут картины. Грабители-неудачники Санни (А. Пачино) и Сэлли (Д. Казале) настолько трогательно неуклюжи в своем начинании, что напоминают паяцев Леонкавалло, поневоле наталкивая на мысль «А не заряжено ли их оружие смешными флажками с надписью Bang-Bang?». Но шутовские образы быстро сменяются на куда более серьезные, когда банк окружают 250 полицейских, радостная хлебо-зрелищная толпа, и вездесущие журналисты. Точка невозврата отнюдь не находится где-то рядом с первыми словами, доносящимися из полицейского матюгальника, а настолько расплывчата и туманна, что внутренняя перемена, произошедшая с героями, становится настоящим шоком.

    Наполненное остроумными и меткими диалогами, трогательными и порой комичными ситуациями, действие ни на минуту не теряет своей главной черты — провокативности. Люметовской провокативности, в которой грабитель-бисексуал грабит банк для смены пола своего возлюбленного (для гарантированного «Оскара» не хватало только, чтобы он был еще и афроамериканцем), изменчивая толпа остается толпой, скандируя непристойности в ожидании «жаренького», меняя свое настроение чаще пресловутого сердца красавицы, дуболомы-полицейские избивают подвернувшегося под горячую руку охранника-астматика, приняв его за грабителя. Было бы смешно, коль бы не было так грустно.. И неспроста, в пару поймавшему дикий актерский кураж Пачино, режиссером был поставлен меланхоличный Джон Казале с лицом, вобравшим в себя всю грусть американского народа. Его герой — самая большая загадка фильма. Мотивы неизвестны, цели неясны, прошлое скрывается за плотной пеленой молчания. На контрасте с героем Пачино, жизнь которого препарируется с нечеловеческой дотошностью, от тщательно скрываемой истории Сэлли остается какая-то странная болезненная горечь, словно от оборванной на полуслове важной фразы.

    Непрерывно миксуя жанры, насыщая свое творение многочисленными подтекстами, Люмет добивается того, что «Собачий полдень» поневоле заставляет мысли зрителя рассыпаться в разных направлениях. Сочувствовать ли грабителям, или порицать их? Как относиться к бруклинской толпе и всевозможным пиарящимся обществам, стремящимся запрыгнуть на поезд популярности вместе с Санни и Сэлли? Вопросы, ответы на которые зависят только от мироощущения зрителя, способности принять и понять историю одного неудачного ограбления-фарса.

    9 из 10

    1 января 2013 | 17:48

    Собаки тут, разумеется, ни при чем. «Собачьими днями» римляне называли период с конца июля по октябрь, самые жаркие дни, когда в небе царствовала ярчайшая звезда созвездия Большого Пса — Сириус. После чего выражение прижилось в английском языке, «dog days» — горячий пик лета. Поэтому полдень в нашем конкретном случае не столько собачий, сколько жаркий. Как в буквальном, так и переносном смысле.

    В сентябре 1972 года в американском журнале Life была опубликована захватывающая статья, рассказывавшая о дерзком ограблении банка. Именно она и послужила отправной точкой для сценария Фрэнка Пирсона, по которому три года спустя известный голливудский режиссер Сидни Люмет снял остросюжетную драму. Само собой, материала статьи для полноценного художественного фильма было маловато, поэтому Пирсон кое-что углубил, кое-где подкрасил, но смысл от этого не поменялся.

    Надпись «Основано на реальных событиях» нынче полностью дискредитировала себя. Этой фразой особливо любят пользоваться различные халтурщики, коим до смерти хочется хоть как-то возвысить свои дешевые творения в глазах публики. Так вот, «Собачий полдень» — редкий случай, когда реальные события действительно перешагнули на большой экран в практически неизменном виде.

    … Нелегкий денек выдался для сотрудников скромного отделения банка в Бруклине. А ведь начиналось все довольно банально: полусонные клерки, неработающий кондиционер и поднятие национального флага, коим заведует одинокий негр-охранник преклонных годов. И кто бы мог подумать, что два неприметных гражданина в деловых костюмах вдруг вытащат пушки и начнут требовать денег? Только вот беда-то, наличности в сейфах нема. Ошиблись часом ребята.

    Тут бы им манатки собрать, да тикать, но не уходить же из рыбного места без улова. Сонни и Сэл решили поживиться тем, что успело накопиться в кассах. А пока собирали крошки с барского стола, здание окружили полицейские, к которым вскоре присоединились зеваки и телевизионщики. Ситуация патовая: факт преступления налицо, поэтому на снисхождение рассчитывать глупо. Остается лишь мариновать и надеяться свалить из страны под прикрытием заложников. Последние, несмотря на жуткую жару и опасность стать невольными жертвами, не унывают. Всем, в том числе и самим налетчикам, ясно, что банк находится в руках дилетантов, а, следовательно, конец у истории закономерно печальный…

    Все так почти и было. 22 августа 1972-го года два неудачника, Джон Вочтовиц и Сальваторе Натурил, ворвались в бруклинское отделение Chase Manhattan Bank. Их добычей стали 213,000 долларов и девять заложников, которых они удерживали в течение 14 часов. Однако Сидни Люмет, взяв реальное происшествие за основу, старался в описании коллизий и характеров максимально дистанцироваться. Более того, большая часть его творения — это чистая актерская импровизация, которой Люмет доверял больше, нежели сценарию Пирсона. Это не помешало последнему получить заслуженный Оскар, а Аль Пачино, исполнившему главную роль (имя его персонажа было изменено на Сонни Вортзик), получить ряд не менее престижных наград.

    Пачино вообще поначалу не хотел соглашаться на участие в фильме. Он только что закончил сниматься во второй части «Крестного отца» у Копполы и находился в душевном изнеможении. Однако узнав, что главную партию собираются перепоручить его прямому конкуренту Дастину Хоффману (который, безусловно, справился бы не хуже), Пачино все же приступил к съемкам. И настолько вымотался, что сразу после их окончания решил взять отпуск и немного поиграть в театре.

    При этом надо видеть, как актер из беспринципного, жестокого и хладнокровного гангстера (Майкл Корлеоне) перевоплощается в затюканного жизнью клерка (Сонни), который настолько запутался в собственных желаниях, что готов броситься грудью на амбразуру, восстать супротив системы, лишь бы хоть что-то изменить в своем жалком существовании. На родине игру Пачино отметили, но не премировали: в том году праздник царил на улице Джека Николсона, который, бесспорно, заслуживал поощрения за роль в драме «Пролетая над гнездом кукушки». Зато в старушке Европе Пачино «приласкали». Ему достался главный приз Британской киноакадемии, а также награда испанского Сан-Себастьяна.

    История получилась жизненной и реалистично безысходной. Это вам не бравые похождения «одиннадцати друзей Оушэна», не яркие баталии «Схватки». Никаких хитроумных планов, подкопов и трюков с фальшивками. А когда авторы постепенно (и достаточно монотонно) вводят нас в курс дела, становится понятно: дело швах. Оказывается, бедняга Сонни грабит банк не по пролетарской нужде. Он вовсе не бандит, а простой труженик, семьянин и к тому же бисексуал. К столь антисоциальным поступкам его «принудила» несчастная любовь к трансвеститу Леону, коему не хватает денег на операцию по смене пола. Забавно, что реальному Джону Вочтовицу по итогам проката фильма подкинули деньжат за «авторство» задумки, часть которых в итоге дошла до адресата — реального Леона — и была использована по назначению.

    Фильмы Сидни Люмета всегда отличались неторопливостью повествования. И криминальная тематика всегда удавалась ему лучше, нежели остальные жанры. Вспомним его безусловный шедевр «12 разгневанных мужчин» (тот самый, что переиначил на свой лад Михалков), остросюжетный детектив «Пленки Андерсона» с Шоном Коннери и конечно же «Серпико» с участием все того же Аль Пачино. Двухчасовой «Собачий полдень» захватывает с первых минут и не отпускает до финальных титров, хотя предсказуемо тягостный финал безошибочно предугадывается с первых минут. Тому «виной» и блестящая игра главных исполнителей, среди которых заметен не только Аль, но и Чарльз Дернинг («Тутси»), и Джон Казале, партнер Пачино по двум частям «Крестного отца» (Фредо). И совсем молодой Лэнс Хенриксен, позднее ставший андроидом Бишопом в культовой фантастике Кэмерона «Чужие».

    Отдельный вклад в реалистичность картинки внесло и музыкальное оформление ленты. Оно попросту отсутствует. За исключением песни Элтона Джона, послужившей фоном для начальных титров. Люмет сознательно отказался от музыки, предпочитая нагнетать напряженность естественным порядком.

    Кому-то «Собачий полдень» может показаться затянутым и исключительно нудным зрелищем. Оно и понятно, камерный фильм держится на плаву не за счет эффектных сцен, а на эмоциональном надрыве, актерском профессионализме и трагичности (а может и трагикомичности) самой ситуации. К слову, в Америке, которая успела полюбить Пачино, картина прокатилась достойно, собрав более 50 миллионов долларов. Что для ленты некоммерческой и, по сути, непретендовавшей на зрелищность — большой успех.

    7 из 10

    9 марта 2014 | 06:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>