всё о любом фильме:

Печальная баллада для трубы

Balada triste de trompeta
год
страна
слоган«Любовь – это смертельный номер»
режиссерАлекс де ла Иглесиа
сценарийАлекс де ла Иглесиа
продюсерВеране Фредиани, Херардо Эрреро, Франк Рибьере, ...
операторКико Де Ла Рика
композиторРоке Баньос
художникЭдуардо Идальго мл., Пако Дельгадо, Федерико дель Сьерро
монтажАлехандро Ласаро
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$52 878
зрители
Испания  338.1 тыс.,    Франция  48.5 тыс.,    Россия  7.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время107 мин. / 01:47
Номинации (1):
Цирковые обезьяны истошно вопят в своих клетках, а снаружи люди умирают и убивают друг друга. Это еще один цирк — Испанская гражданская война. Против своей воли Рыжий клоун призывается в ряды народного ополчения и принимает участие в кровавой бойне. В бой против солдат Национальной гвардии он идет, вооруженный мачете и одетый в шутовской наряд.

Много лет спустя, во времена диктатора Франко, Хавьер, сын того рыжего клоуна, находит работу Белого (печального) клоуна в цирке, населенном удивительными персонажами. Теперь он дружит с человеком-пушечное ядро и сварливой семейной парой дрессировщиков собак, а на арене становится партнером Рыжего клоуна Серхио.

Сердце этой истории — запутанный любовный треугольник, в котором Хавьер и Серхио, подогреваемые страстью и ненавистью друг к другу, пытаются завоевать любовь самой красивой женщины цирка. Каждый из них готов принять смерть, но не поражение в битве за роковую красавицу.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.50 (10 045)
ожидание: 97% (300)
Рейтинг кинокритиков
в мире
77%
23 + 7 = 30
6.7
в России
78%
7 + 2 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 269 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм, тяжелый во всех пониманиях: для глаза — в силу HDR-обработки кадра и рваной съемки динамичных сцен, для уха — по средствам громыхающих звуков и пронизывающих фраз, для мозга — благодаря пугающей абсурдности происходящего, для души — из-за нарастающей с каждым кадром внутренней дрожи.

    Алексу Иглесиасу удалось невозможное. Во-первых, из жуткой хаотичности происходящего вывести историю невероятной логичной стройности — абсолютно все события картины можно разложить по полочкам и найти объяснения даже самым диким поступкам. Во-вторых, выстроить тончайшую эстетику кадра по средствам пляски на грани дозволенного — там, где отталкивающее завлекает сильнее, чем то может сделать притягательное.

    Что же мы имеем? А имеем мы войну. С этого и следует начинать препарирование наших героев. Де юре все войны когда-нибудь заканчиваются. Де факто — они длятся до тех пор, пока жив последний, кого они затронули.

    Можно смело сказать, что за Хавьера (а точнее — его самого) стоило начинать бояться еще с той самой минуты, когда его обезумевший отец из-за решетки открывает ему «секрет счастья». Покалеченные умы порою работают пугающе резво, и вот уже наш будущий печальный клоун:

    а) собственноручно расправляется с отцом;

    б) создает себе первого врага;

    в) строит алтарь для финального кровопролития;

    г) окончательно задает больной вектор своей дальнейшей жизни.


    Прошли годы, и что же мы видим? Хавьер — спокойный и молчаливый молодой человек, вопреки ожиданиям сохранивший способность взаимодействовать с людьми. Да, с первого же появления повзрослевшего персонажа на экране режиссер задает депрессивный тон его образу, но все вполне обоснованно. Могло быть и хуже — думается нам. Смотрим дальше.

    В кадр влетает божественная Наталья. Ее образ настолько светел, что прямо-таки слепит глаза. Волшебная фея для грустного клоуна? Ну-ну… Посмотрим, кто кому залечит раны.

    А вот и Серхио — веселый клоун, а по совместительству — домашний тиран. Если цирковую общину считать одной семьей — то достается от «папаши» всем. Парень трепетно любит детей. И это довольно интересный и небанальный, как могло показаться, ход (отнюдь не для того, чтоб показать, что у каждого чудовища есть человечная сторона). Без Серхио цирк развалится: его веселый клоун — гвоздь программы. Но когда парень не в образе — он успешно разваливает его и сам. Но, как известно, человек — паразит живучий, вот и смеяться над шутками и закрывать глаза на жестокость становится доброй традицией героев. Все счастливы и почти целы. Пока голос не подаст грустный клоун…

    Так как пересказывание сюжета я не нахожу достойным траты времени занятием — давайте просто допустим, что этот абзац был сплошным спойлером, и все уже все знают.

    Несмотря на тон, заданный режиссером при выведении каждого из тройки главных героев пред наши очи — Серхио показался мне самым вменяемым из них. Ничего из ряда вон выходящего в его поведении я не заметила: как ни прискорбен сей факт, но домашнее насилие — довольно распространенная проблема, которой сейчас уже никого не удивишь. Другое дело — страдающая от этого насилия Наталья. При чем то, что страданий, как таковых, мы не видим — отлично довершает ее образ Больной на всю голову Леди. Соответственно, последствия от рукоприкладства ее возлюбленного гораздо глубже видимых нам синяков и кровоподтеков.

    И вот приходит время Грустного Клоуна. Да, теперь — с заглавной, так как это уже новый самостоятельный герой картины. Кто же создал этого монстра? Отец — своими напутствиями? Наталья — своими играми? Или опять же отдадим все лавры войне? Но не время думать о причинах, когда за вами гонится страшный зверь. Преображение Хавьера отличнейшим образом заставляет остальных героев проявлять себя — и вот мы уже вовсю смакуем непонятные дикие поступки и увлеченно препарируем воспаленные характеры.

    Считайте меня клоунессой, но поведение Серхио в противостоянии зверю вызывало у меня симпатию, а попытки вернуться к нормальной жизни и последующая жестокость горячо любимых детей (единственная отдушина, некий смысл жизни) — искреннюю жалость. За мега-зрелищную жертвенность и невообразимую напрасность смерти Натальи — рукоплещу стоя!

    Браво! Браво, Иглесиас, за самую удачную игру на контрастах, какую только доводилось мне наблюдать в кино!

    10 из 10

    14 января 2012 | 21:42

    Сегодня решил пересмотреть, давно просмотренный фильм Алекса де ла Иглесиа, который в первый раз показался мне слишком абсурдным и я не в полной мере смог смириться со второй половиной фильма. Тем не менее, спустя, уже почти, 2 года я вспомнил об этом фильме и повторно анализировал его, на основе того, что я сумел вспомнить из этого фильма. Должен сказать — это прекрасное чувство, когда послевкусие фильма, наступает через 2 года, после его просмотра и разумеется хочется пересмотреть и переосмыслить его.

    Редкий случай, когда не хочется писать, именно про картину, потому что, это нужно видеть и самому понять всё происходящее на экране. Естественно, сам факт, что над фильмом нужно думать, уже подразумевает, что он не для всех. К этому надо быть готовым.

    «Печальная баллада для трубы» это эстетичный, эмоциональный и очень странный фильм, с прекрасной актёрской игрой и, безусловно, повторный просмотр, оправдал все мои ожидания (даже больше). Теперь я могу смело сказать, что это один из немногих, моих любимых фильмов, который я буду время от времени пересматривать. Что касается абсурдности данной картины — можно с уверенностью сказать, что за всей этой абсурдностью скрывается шикарный фильм. Это сумасшедшая фантазия Алекса де ла Иглесиа (сценарист и режиссёр) явно демонстрирует, как нужно снимать стильное, хулиганское, эротичное, чуть-чуть смешное и очень умное кино, которое не оставит равнодушным своего зрителя.

    В 21-ом веке среди многих бытовых фильмов, «Печальная баллада для трубы», выделяется своей уникальной фабулой и очень тонко затрагивает темы, которые сегодня так не хватают кинематографу.

    В целом, можно сказать, что над фильмом, точно, работали люди со вкусом, о чём свидетельствуют и режиссура, и сценарий, и костюмы, и вообще ВСЁ. Также отдельного внимания заслуживает основной саундтрек фильма: песня Рафаэля — «Печальная баллада для трубы».

    БРАВО!

    10 из 10

    P.S. Видел бы Феллини этот фильм…

    30 ноября 2013 | 19:32

    Полагающим, что Тарантино является непревзойденным мастером дрйва, эстетики кровавого черного юмора настойчиво рекомендую посмотреть вот это фильм. Буйство фантазии режиссера, лихость смешения низкого трэша с амбициозной дорогой постановкой впечатляют настолько, что, пожалуй, готов согласиться с тем, что зрелище очень впечатляющее. Оценивать фильм достаточно сложно, поскольку он находится за гранью хорошего вкуса. как бы по ту сторону добра и зла. По первым кадрам я полагал, что будет очередная интерпретация темы детства и гражданской войны в ключе «Зазеркалья» или фильмов дель Торо. Оказалось все иначе, но вот я совершенно не уверен, что больная франкистская тема, к которой обращались все заметные испанские режиссеры, тау уж необходима в фильме. Навязчивые и очевидные параллели про уродство психики нации с клиническим помешательством клоунов не показались мне очень убедительными. Скорее режиссеру визуально хотелось сверстать картинку с печальным и веселыми клоунами в крови, длинноногой циркачки с сиськами и стреляющими франкистами — воссоздать детский сон. Получилось впечатляюще, но это трэш, низкий жанр, как ни крути. Впечатлен, но все же ощущение сродни походу на «Пилу» больше чем от просмотра, например, картины Сауры периода, когда он снимал хорошие картины.

    6 из 10

    10 июня 2013 | 07:51

    Посмотрел «Печальную балладу для трубы» и неожиданно остался очень доволен, хотя вообще-то европейское кино не очень жалую. Больно оно умное и утонченное для меня.

    Впрочем, наиболее одухотворенные личности и здесь увидели тонкий символизм и провели параллели отношений главных героев с гражданской войной и творчеством Дали. Мне же, как человеку из рабоче-крестьянских слоев населения, понравился зашкаливающий уровень ультранасилия, достойный лучших корейских кинолент о мести: здесь и утюги, и мачетте, и труба (как музыкальный инструмент), а также прижигания щелочью.

    Единственное замечание, мне показалось, что сценарий немного сыроват. Хотя это всего лишь мой зашоренный взгляд, не привыкший к просвещенному европейскому арт-хаусному синематографу. Кстати, для арт-хаусной киноленты тут какой-то непривычный размах и совсем никакой камерности, которую я недолюбливаю, — натурные съемки, масштабные декорации, достойный уровень спецэффектов.

    Персонажи все как один безумны, и мир вокруг следует за ними. Или наоборот. А знаете, что удивительно? При всей сюрреалистичности происходящего на экране, этой атмосфере цирка, которая, признаюсь, всегда казалась мне несколько нездоровой, «Балладе» удается не скатится в разнузданный трэш и самопародию, хотя во время просмотра иногда ловишь себя на мысли, что это просто черная комедия. На самом деле комедии тут мало, зато трагедию девать некуда — печальный клоун плачет, а веселый смеется. Как и должно быть.

    16 июля 2011 | 21:40

    Безумная Венеция 2010

    Минувший кинофестиваль в Венеции надолго запомнится любителям хорошего кино с примесями различных жанров. Каждая картина по своему индивидуальна и способна запомниться всякому любителю такого важнейшего аспекта искусства, как кино. «Овсянки», «Черный лебедь», «Необходимое убийство» — это лишь часть фильмов, которые действительно стоит посмотреть. Субъективное мнение — это, пожалуй, один из лучших годов в истории итальянского кинофестиваля. Изюминкой этого праздника кино, такой острой и драматичной стала картина достаточно опытного режиссера и сценариста Алекса де ла Иглесиа «Печальная баллада для трубы».

    Данный фильм представляет собой синтез некого боевика и комикса, а так же помысел новой истории Испании, где отчасти описывается гражданская война, начавшаяся в стране в в 1936 году. Но все таки исторические события и эпические противостояния не являются основной характеристикой ленты. Основной прожект являет нам обычный клоун и в дальнейшем его сын, который является одним из главных героев этого фильма. Своим названием картина обязана музыканту Нини Россо, который в зените своей карьеры сочинил песню и назвал ее так как называется данный фильм.

    Экспозицией картины служит повествование белого грустного клоуна, который становится свидетелем ареста, а затем и гибели своего отца. В этот небольшой по времени исторический хронометраж мы видим заложение фундамента будущего характера главного героя, а так же своеобразное введение в его жизнь, полную отсутствия каких то либо развлечений и удовольствий. Далее в картине мы наблюдаем блистательное столкновение нравов и характеров двух клоунов для детей, и двух врагов по жизни — деспота Серхио и мягкого ранимого (по началу) интеллигента Хавьера. Что же могло стать между ними как не возлюбленная обоими девушка? Вот и вполне обыденная завязка! — скажут многие. Но не говорите заведомо о вещах, которые не видели. Первоначальное впечатление быстро испарится после начала просмотра «Баллады».

    Атмосфера, созданная в картине просто потрясает. Стилистически она выполнена в одном ряде с работами Квентина Тарантино, и поэтому не удивительно, что американский режиссер, который возглавлял 67й кинофестиваль в Венеции, пришел в восторг после просмотра этого фильма и аплодировал стоя. Актеры, к сожалению, не сильно известные у нас в стране и достаточно известные в Европе воссоздали свои роли удивительно и блистательно. А грим, как можно убедиться даже при просмотре трейлера, выглядит просто изумительно.

    Естественно, учтя эти сильные стороны фильм не мог остаться без наград. Как итог приз в Венеции за лучшую режиссуру и специальный приз — премия «Озелла» за лучший сценарий. Думается что «Печальная баллада для трубы» и «Черная Венера» оставили максимально положительное впечатление среди все фильмов — конкурсантов. Со своей стороны я после просмотра фильма очень пожалел, что не увидел его в кинотеатре. Так что всем любителям эстетичного и действительно красивого кино с радостью могу посоветовать этот воистину шикарный фильм к просмотру.

    С уважением

    16 апреля 2011 | 19:55

    Balada triste de trompeta

    Шоу испанских гримированных уродцев прерывают уроды настоящие — ряд ополченцев лютой гражданской войны призывает в армию Рыжего клоуна. Отныне он — Клоун с Мачете, истребляющий фашистских мразей одного за другим.

    Десятилетиями спустя его сын Хавьер устраивается на работу в цирк клоуном Белым. Его партнер — дерзкий и задиристый Серхио, у которого есть в наличии прелестная супруга, которая тотчас — корысти ли ради? — вскружила голову несчастному Хавьеру.

    Любовный треугольник — основа, если угодно, фундамент сего произведения и сюжет держится, не умирая, но с каждой минутой отдаваясь безумию, словно девственница, у которой плохо выходит скрывать буйство прошлогодней ночи.

    Будут и драки, и дуэли, и охота, и испанский национальный колорит, а уж юмор — зубов не соберете, обещаю.

    Алекс де ла Иглесиа — режиссер преимущественно малобюджетных картин — наконец-то пронзает наши ушные перепонки, собрав вокруг себя воистину гротескный актерский ансамбль — это и Антонио де ла Торре, звезда испанских телесериалов, и Карлос Аресес — комик, выступающий здесь в сильно искаженном амплуа, а уж про красавицу Каролину Банг и вовсе умолчу.

    Композитором выступил Роке Баньос, знакомый отечественному зрителю по драме «Машинист» с Кристианом Бейлом в главной роли, и по фильму «Камера 211», к которому Баньос также написал музыку.

    Уж где-где, а в «Печальной балладе для трубы» гений Баньоса превзошел все ожидания.

    Впрочем, по поводу музыкального сопровождения — в ленте использован отрывок из х\ф «Не прощаюсь» 1971го года, где всемирно известный тенор Рафаэль исполняет произведение, название которого также стало названием и для этого творенья Алекса де ла Иглесиа.

    balada triste de la trompeta
    por un pasado que murió
    y que llora, y que gime
    como yo!

    Это — явление в жанре кино и, пожалуй, наиболее характерный фильм об Испанской истории XX века.

    Гражданская война — лейтмотив всего художественного фильма, так что если Вы готовы, то милости просим на арену цирка, где с последнего ряда тебе не всегда может быть видно, кто там белый, кто там рыжий.

    Смотреть «Печальную балладу для трубы» — это как снимать любимую женщину в порно. Нелегко, но чрезвычайно динамично и до абсурдности провокационно.

    Сценарий: +.

    Актерская игра: +.

    Постановка: +.

    Динамика: +.

    Музыка: +.

    Вердикт: отлично.

    6 июля 2011 | 04:23

    1937 год. Недавно появившаяся на свет Вторая Испанская Республика уже в ускоренном темпе накрывается медным тазом, франкисты штабелями выкашивают её сторонников, исступлённый лоялизм в облике рыжего клоуна с окровавленным мачете несётся навстречу своему краху. Год 1973. Испания цветёт и зацветает, Франко уже не тот, половина системных болтов проржавела, на остальных гайки крутятся в разные стороны. Грустный паяц Хавьер, от своего неистово-весёлого отца унаследовавший лишь затаённую жажду мести, пытается утолить её в борьбе с огненноволосым цирковым садистом Серхио. На кону любовь и, как вскоре выяснится, жизнь прекрасной акробатки Натальи, что уже на уровне ономастики намекает на аллегоричность противостояния.

    Взяв за основу сюжета народную мудрость о том, что политика — это цирк, а деятели её — клоуны, Алекс де ла Иглесиа снял зубодробительный памфлет, в пёструю китчевую обёртку запихнув перифраз одного из самых отвратительных эпизодов в истории своей страны. Весёлый для несмышлёной публики и омерзительно-жестокий с коллегами арлекин Серхио, по-звериному терзающий и так же любящий красавицу Наталью, — карикатура на фалангистов, держащихся у руля за счёт жёсткого прогибания общественного мнения под себя и краеугольной конформистской формулы: «Если не они, то кто?» Грустный и до поры до времени интеллигентный Хавьер — воплощение социализма, тихо, но уверенно отказывающегося плясать под диктаторскую дудку. После череды моральных и физических унижений белый клоун в своём сопротивлении теряет рассудок — и вот уже наковальня оппозиции остервенело бьёт по молоту, в угаре вендетты расплющивая заодно и оказавшийся меж ними красно-золотой Орден Испанской Республики.

    История как таковая Алексу не интересна, несмотря на то что он помещает фабулу во вполне конкретные хронологические рамки и разбавляет иносказательность повествования реальными лицами и событиями. Парой документальных штрихов где-то в районе начальных титров обозначив «мелочи» вроде Второй мировой или испанского экономического чуда, постановщик уверенно ныряет в больной мир «Святой крови» Алехандро Ходоровски, вычерчивая две символические «эволюционные» линии: превращение лютующего мачо в собственную жалкую тень, рыдающую в подворотне, и оскотинивание былого гуманиста, в итоге становящегося ещё более омерзительным и опасным, чем его соперник. С технической точки зрения не уступая схожему по тематике «Лабиринту Фавна», «Печальная баллада для трубы» остаётся верна принципу визуальной возмутительности, на котором режиссёр некогда выстроил свою дебютную полнометражную инвективу о мутантах-революционерах. Но, нисколько не стесняясь обнажёнки, расчленёнки и чернейшего юмора, здешнее шоу уродов всё же умудряется вписаться в рамки метафоричной многозначительности, благодаря чему даже эпизоды с самоистязанием по формуле «каустическая сода + утюг» или с превращением чужого лица в кровавое месиво посредством клоунской трубы выглядят глубокомысленными аллюзиями на события той эпохи.

    Время от времени вызывая у зрителя жалость то к одному, то к другому герою, режиссёр, однако, не принимает в этой вакханалии ничью сторону. Цинично и будто бы даже злорадно смакуя психофизиологические уродства размалёванных противников, с каждым сюжетным витком всё более ужасающие, Иглесиа рисует два равноотталкивающих образа. Персонажи и сами давно бы рады из них вылезти и прекратить этот фарс, но — шоу маст гоу он, зрители жаждут, весь мир — манеж, а ветреная Наталья-Испания хлопает пустыми глазками в обе стороны, давая понять, что свободе выбора она давно предпочла естественный отбор. Фактически единственный, кого между строк жалеет автор, — это ребёнок в нём самом, чья беззаботная пора оказалась испещрена шрамами от косы буйнопомешанного радикализма, нашедшей на камень садистской диктатуры. Не зря «Баллада» стала для баска первым сольным сценарием. Вероятно, почти сорокалетнее послевкусие от конфет с кровью явилось слишком личной горечью, чтобы пытаться излить её сквозь чужое сознание.

    Само собой, всегда найдутся убелённые сединой реакционеры, готовые помочь мудрым советом в духе: «Так жить нельзя… Вот только не надо ничего менять!» Обязательно сыщутся и бурлящие энтузиазмом идеалисты, радостно разбивающие себе голову о стену ради спасения не пойми кого не пойми от чего. Не обойдётся и без любителей покричать: «Память предков!» — не замечающих хруста их черепов под своими ногами. В конечном итоге публике на них всех плевать. Пока есть тот, кто может её смешить и защищать от сурового мира, что зловеще раскинулся вне циркового шатра, толпа будет довольно гоготать и вызывать рыжего клоуна на бис. Не обращая внимания на то, что улыбка его давно сменилась уродливым оскалом, шутки лишились даже намёка на юмор, а фоновая мелодия трубы с каждой минутой всё мрачнее.

    25 августа 2014 | 16:23

    Жил был клоун, который смешил детей во время бомбежки города. Но его призвали на фронт.

    У него был сын, который видел не мало смертей. И по совету отца стал грустным клоунам. «Но ведь если я стану грустным, никто меня не полюбит. — Не говори так.» Через много лет, он приходит работать в цирк, и влюбляется в гимнастку, которая любит веселого клоуна.

    Этот любовный треугольник — основной сюжет фильма. Противостояние грустного и веселого, смешного и страшного. Веселый клоун с изуродованным лицом, не может больше смешить детей, а грустный сходит с ума, превращаясь в безжалостного убийцу. Но всё-таки они оба любят Наталью. Любят по своему.

    Последние сцены фильма. Схватка жестокости.

    Красное полотно красиво развевающееся на ветру смогло остановить схватку клоунов и заставить их заплакать. Ведь они любили её.

    5 из 10

    21 июня 2011 | 02:40

    Рецензировать этот фильм сложно, почти так же сложно, как писать рецензию на собственные сны. Сюжет, актёрская игра, режиссёрское построение кадра, которые выше всех похвал — это хорошо, но как описать атмосферу, тяжёлую, но патологически привлекательную? Впрочем, сделаю, что смогу.

    В Средневековье, когда количество грамотных было не так велико, иллюстрации в книге рисовали так, чтобы любой мог понять по ней весь сюжет: верхняя часть картины — это то, что происходило давно, в правой части не реальность, а мечты главного героя, ну и так далее, соблюдая энное количество правил. «Печальная баллада для трубы» — фильм из этой серии, он читается вне основного сюжета по специально оставленным вешкам. И мой просмотр сводился к «поиску блох». Мне удалось понять не так много, но, надеюсь, мои наблюдения помогут кому-нибудь расшифровать фильм до конца.

    Прежде всего, фильм является политической сатирой. Кадры перед титрами — это ключ к фильму. Политические деятели, а в противовес им — фотографии монстров из немых фильмов, в тех же позах, в тех же одеждах. Связь с политикой возникает время от времени в течении всего фильма. И понятна основная мысль: «Мир — это громадный цирк».

    Само противостояние фалангистов и республиканцев при обороне Мадрида подано в гротескной манере, когда обороняющиеся не нашли ничего лучше, чем взять на помощь артистов цирка.

    «Фашисты, коммунисты — все они теперь здесь. Ничто так не объединяет как смерть».

    Это был 1937-й год, зеркально поменяли последние цифры и получился 1973-й. Хавьер, сын клоуна, которого когда-то втянули в политическую авантюру со смертельным исходом, приходит (что интересно — впервые) работать в цирк грустным Белым клоуном, где влюбляется в гимнастку Наталью — возлюбленную весёлого Рыжего клоуна.

    Избитый сюжет, верно? Главный герой встречает женщину и уводит её от мужчины, потому что Главный герой пусть не такой смелый (красивый, богатый), зато добрый и понимающий. Однако в «ПБдТ» этот треугольник не без чёрного стёба тихонько выворачивают наизнанку.

    Наталья — вовсе не жертва безумного темперамента своего любовника Серхио, она исподволь сама доводит его до приступов ярости, получая удовольствие от его колотушек и последующего яростного секса. В качестве очередного способа позлить любовника она выбирает флирт с Хавьером, а когда это, что ожидаемо, заканчивается плачевно, притворяется будто хочет вернуться к Серхио только ради того, чтобы «защитить Хавьера». Но Наталья просчиталась. Это безумный мир, детка. Чтобы не спойлерить, рассказывать о том, что произошло дальше, не буду. Но на то, во что выливается эта якобы стандартная драма, посмотреть точно стоит.

    Вешки для понимания поведения Натальи: её бесстыдно высунутый и изогнутый от удовольствия язык, который появляется в некоторых кадрах. Как часто это бывает в «ПБдТ», второстепенный персонаж для исключения разночтений точно обозначает всё для понимания сюжета. Жена доктора: «Я вижу, это ты во всём виновата». Рафаэль с экрана: «Брось её, она же шлюха».

    Вернёмся же к противостоянию двух героев. Серхио — человек с безумными вспышками ярости, но очень любящий детей. Хавьер — полная противоположность, он скрытный, тихий и его безумие не так легко обнаружить, детей же ненавидит (это часто мелькает во время фильма, но особое внимание предлагаю обратить на момент, когда в парке он вырывает из рук малыша сахарную вату). Долго пыталась уловить сам символизм, кто есть кто. Кто кого символизирует? Если исходить из начала фильма, то один из этих двоих — это олицетворение одной из противоборствующих в Гражданскую сил: либо фалангист, либо республиканец. Что же в таком случае должна символизировать любовь к детям? Склонность к христианству фалангистов ("Как полюбишь ты малых сих»)? Не исключаю, но для простоты собственного понимания предпочитаю считать, что эти два клоуна — олицетворение всех, любых противоборствующих сил. Оба безумны в своём фанатизме. Разумеется, они ненавидят друг друга и Наталья — не только их цель, но и повод для битвы.

    - Я хочу его убить.
    - Ради меня или ради себя?


    Думаю, зная реалии Испании, расшифровывать фильм было бы гораздо проще. Мне удалось только насладиться пониманием противопоставления безумного республиканца, пришедшего в цирк в начале фильма, и фашистского полковника, принимающего у себя в гостях Франко. Я не знаю ничего ни про Карреро Бланко, ни про Рафаэля, чтобы понять смысл их появления в фильме. Разве что удалось восхититься красотой взрыва (думаю, сам кадр — взрывной волной машину забросило на крышу дома, американцы ещё не раз у малоизвестного испанца украдут) и найти очередную вешку — тонкий социально-политический стёб.

    - Вы, парни, из какого цирка?

    Но не дай Бог показать свою слабость тому, кто любит только насилие. Так Наталья мечется между Серхио и Хавьером. Хавьер считает, что она любит Серхио за то, что он может заставить её улыбнуться, Серхио считает, что она любит Хавьера за сексуальное удовлетворение, но Наталья не может выбрать, кто же более жесток — чтобы одновременно испытывать страх и возбуждение.

    Эпичность происходящему придаёт и сам финал. Во многом он слизан по стилистике с тех старых немых ужастиков, кадры из которых нам показали вначале.

    Что ж, если согласиться с бытующей трактовкой, что Наталья — это Испания (вовсе не бедная и истерзанная, как принято думать, а желающая себе тирана покровавее), то можно объяснить и помощь героям других артистов цирка: простого народа, заворожённого разворачивающимися событиями, и глупо гибнущего от того, что слишком близко приблизился к трагедии.

    Фильм очень красив. Ни разу, ни в едином кадре, ни в едином движении актёров, ни в едином движении камеры, не возникает ощущения, что это — всё понарошку. И поэтому фильм держит в каком-то бешеном напряжении. Ощущение, будто ты одновременно читаешь три книги и тебе ужасно важно, чем же они закончатся. Несколько пластов понимания, выстроенные кадры… История любви. Политические страсти. Месть и безумие. Наверное, лучший европейский фильм за последнее десятилетие.

    10 из 10

    1 декабря 2012 | 17:44

    История сама по себе, вроде, сильная.

    Страсти, национальный колорит, латинистый дух в традициях Лорки, или там, Маркеса, национальная же колористика — красное и чёрное, все дела.

    Но вот, за всей этой фантасмагорией, местами уродливо-оттталкивающей, местами притягательно-интригующей, абсолютно не уяснила для себя сути фильма.

    Так бы и ломала голову, спасибо, умные и добрые люди растолковали.

    Тогда, на мой вкус, однобокая какая-то история выходит. То есть, всё вот это вот нагородить за-ради единственной аллегории, пусть и такой масштабной — ну, как-то скучно. Только что клоуны зачётные. Визуал изумительный, конечно. На любителя — но качественно. Или наоборот: качественно, но на любителя.

    Стыдно признаться, мне история и фашизма, и далёкой Испании — ну совершенно параллельна. Хотя чего стыдно-то, ничего не стыдно — ни фига мне не интересна история взаимоотношений франкистов, испанской оппозиции и народа Испании — вот! я это сказала.

    А, если эту — безусловно идеально выполненную! — аллегорию не принимать в расчёт, то для меня фильм в итоге оказался бессмысленным и пустым. Любовная история призвана отобразить исторические параллели. Пусть, но за этим ничего более нет. Дальше — пустота, никакого второго, третьего дна, скрытого смысла, который мог бы открыться. Печаль. Нет, не печаль — скука.

    Скучная баллада для трубы.

    5 из 10

    8 января 2012 | 20:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 142 руб.
    подробнее

    Новости


    Испанский постановщик Алекс де ла Иглесиа, известный в России фильмами «Печальная баллада для трубы», «Ведьмы из Сугаррамурди» и «Убойный огонек», на днях приступил к съемкам своей новой ленты. Она будет называться «Бар», и в ней в третий раз Иглесиа поработает со звездой испанского кино Марио Касасом(...)
     
    все новости

    Статьи


    Фильмов о любви тысячи. Хороших фильмов о любви — сотни. Как выбрать кино, которое можно посмотреть с любимыми людьми 14 февраля? КиноПоиск выбрал те ленты, что окажутся беспроигрышным вариантом, и разбил их на категории. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Режиссёр Алекс де ла Иглесия пока плохо знаком нашему зрителю, однако есть ощущение, что после выхода «Печальной баллады для трубы» количество запросов его имени на «КиноПоиске» резко возрастёт. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.МалышThe Kid8.352
    71.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.346
    72.Летят журавли8.343
    73.Гран ТориноGran Torino8.336
    74.Человек дождяRain Man8.335
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.16%
    27.Человек-муравей и ОсаAnt-Man and the Wasp92.91%
    28.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.75%
    29.Ночная жизньLive by Night92.74%
    30.Двадцать восемь панфиловцев92.52%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Главная улицаCalle Mayor3
    Обитатели университетаMahalai sayongkwan3
    ВаркрафтWarcraft36
    Человек-паук 2Spider-Man 298
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass14
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.380
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.826
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.579
    Angry Birds в киноAngry Birds6.546
    Экипаж8.177
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры