всё о любом фильме:

Изгоняющий дьявола

The Exorcist
год
страна
слоган«Самый страшный фильм всех времен»
режиссерУильям Фридкин
сценарийУильям Питер Блэтти
продюсерУильям Питер Блэтти, Ноэль Маршалл, Дэвид Салвен
операторОуэн Ройзман
художникБилл Мэлли, Джон Роберт Ллойд, Джозеф Фретвелл III, ...
монтажНорман Гэй, Ивэн А. Лоттман
жанр ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  110.6 млн,    Великобритания  8.3 млн,    Бразилия  8.11 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время122 мин. / 02:02
Номинации (3):
В семью известной актрисы приходит беда — ее несовершеннолетняя дочь начинает вести себя неадекватным образом. Мать полагает, что это следствие ее личной трагедии, врачи подозревают психическое заболевание и не в силах поставить диагноз. Специально приглашенный священник подозревает, что девочка одержима дьяволом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
58 + 9 = 67
8.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist, 1971).
    • На роль Крис, матери Реган, которая в итоге досталась Эллен Берстин, претендовали Джейн Фонда и Ширли Маклейн.
    • Эллен Берстин согласилась сниматься в фильме, при условии, что её героиня не будет произносить фразу: «Я верю в дьявола!», как это требовалось по сценарию. Продюсеры согласились и решили убрать данное высказывание.
    • Джону Бурману предлагали поставить фильм, но он отказался, мотивируя тем, что не хочет снимать такую жестокую историю про ребенка. Однако, режиссер принял предложение поставить сиквел: «Изгоняющий дьявола 2» (1977).
    • Мерседес МакКэмбридж, которая озвучивала демона, подавала в суд на студию Warner Bros. за то, что её имени не оказалось в титрах.
    • Джейн Фонда и Ширли МакЛэйн были среди претенденток на роль Крис МакНэйл. Одри Хепберн согласилась бы исполнить роль, если съемки проходили бы в Риме. Энн Бэнкрофт также могла сыграть Крис, но «осталась за бортом», поскольку была на первом месяце беременности.
    • Вариант музыкального сопровождения Лало Шифрина был отклонён (его можно услышать в фильме «Ужас Эмитивиля» (1979)). Режиссёр фильма Уильям Фридкин позднее признался, что, услышь он музыку группы Tangerine Dream раньше, то пригласил бы именно их для написания музыки к «Изгоняющему дьявола». Tangerine Dream (в состав которой в разное время входили Кристофер Франке, Пол Хаслингер, Эдгар Фроиз, Питер Бауман, Йонас Шмоллинг и Ральф Вейдфул) написали музыку к следующему фильму Фридкина «Колдун» (1977).
    • Агентство, представлявшее интересы Линды Блэр, не порекомендовало её на роль Риган, предложив взамен более 30 других юных актрис. В результате, лишь вмешательство матери девочки позволило разрешить проблему.
    • Стэнли Кубрик хотел поставить фильм, но только при условии, чтобы он стал ещё и одним из сопродюсеров. Владельцы студии забеспокоились, что Кубрик может выйти за пределы бюджета и графика съемок, поэтому наняли в качестве режиссёра Марка Райделла. Однако, Блетти (сценарист фильма и автор книги) настаивал на Уильяме Фридкине. После тупика, к которому студия пришла с Райделлом, Блетти в конечном счете получил своё.
    • Съемочный процесс: 14 августа 1972 — 20 июля 1973
    • В сентябре 2000 года в широкий прокат вышла отреставрированная версия фильма, в которую вошли 11 дополнительных минут; фильм рекламировали как «Версию, которую вы никогда не видели». Реставрация фильма обошлась в $1 млн. Новая версия собрала в первый уик-энд $8,1 млн. и за три месяца проката получила $39,6 млн.
    • «Белое» лицо дьявола, появляющееся в некоторых сценах режиссерской версии — это загримированное лицо актрисы Эйлин Дитц.
    • Эллен Берстин повредила позвоночник в сцене, когда Риган с силой отбросывает Крис в сторону. На Берстин был закреплен специальный трос, за который по команде режиссёра должен был дернуть статист. В одном из дублей статист дернул так сильно, что актриса ударилась о пол и закричала от боли в копчике. Фридкин сразу же навел на нее камеру и завершил сцену эффектным крупным планом.
    • В «Версии, которую Вы никогда не видели» цифровым способом было добавлено пальто на Крис МакНэйл в сцене, где Мэррин и Каррас идут изгонять демона. В оригинальной версии это было явным киноляпом: в этой сцене Крис была в пальто, а через пару секунд уже без него.
    • Киностудия Warner Bros. предлагала поставить фильм следующим режиссёрам: — Артуру Пенну — отказался, т. к. на тот момент преподавал в Йейле; — Питеру Богдановичу — хотел сначала закончить другие проекты; позже сожалел о своём решении); — Майку Николсу — не хотел снимать фильм, который целиком зависит от актерской игры ребенка; — Марку Райделлу.
    • Место, где ведутся археологические раскопки в фильме, это не декорации, а реально существующая местность в древнем парфянском городе Хатра в Северном Ираке.
    • Первая сцена, которая была отснята: когда Отец Каррас идет по коридору психбольницы, взволнованно разговаривая со своим дядей о заключении его матери в психушку.
    • В сцене экзорсизма температуру в спальне сильно понизили, чтобы добиться подлинного «ледяного» дыхания. Линда Блэр, которая была всего лишь в легкой рубашке, призналась, что в тот день она даже не могла стоять — настолько было холодно.
    • В спальне повесили 4 кондиционера, и температура была примерно от 1 до 4 градусов ниже нуля. Получилось так, что в воздухе содержалась высокая влажность, в результате комната покрылась тонким слоем инея прямо перед началом съёмок.
    • Зеленая жидкость, которую Риган изрыгает по ходу фильма, на самом деле густой гороховый суп.
    • Стэйси Кич был выбран на роль отца Карраса Уильямом Питером Блетти и оставался утвержденным на роль до тех пор, пока Уильям Фридкин не заметил Джейсона Миллера на одной из постановок Бродвея. Несмотря на то, что Миллер до этого никогда не снимался в кино, на роль был выбран именно он.
    • По словам Уильяма Питера Блетти, Фридкин рассматривал также кандидатуру Джина Хэкмана на роль Отца Карраса.
    • Режиссёр фильма Уильям Фридкин попросил технического советника фильма Преподобного Томаса Бирмингема провести обряд экзорсизма во время съёмок, но он отказался, объясняя это тем, что экзорсизм может только увеличить волнение на площадке. Но Преподобный благословил актёров и съёмочную команду.
    • Просьба режиссёра имела место быть — съёмки преследовали частые неудачи, мистические события. Девять человек, связанных с производством картины, умерли. Однажды, в один из уикендов, сгорели все декорации — причина пожара до сих пор не выяснена. Актёры Джек МакГоуран и Василики Милиарос умерли незадолго до релиза картины.
    • Христианский евангелист Билли Грэхэм заявлял, что в бобины этого фильма вселился настоящий дьявол.
    • После выхода картины лестница, с которой скатывался Отец Каррас, стала знаменитостью Джорджтауна и теперь она зовется «Лестница экзорсиста», состоящая из 75 ступеней, расположенных в конце улицы М-Стрит. Во время съемок каскадеру пришлось два раза катиться с нее, а чтобы в кадре не было видно прохожих, студенты университета за 5 долларов располагали горожан вне пределов камеры.
    • На лестницу пришлось наложить набивку из слоя резины, чтобы снять падение святого отца.
    • В 1990 вышла на экраны пародия на «Изгоняющий дьявола» под названием «Изгоняющий заново», в котором одержимую жертву сыграла вновь Линда Блэр.
    • Уильям Фридкин пригласил для создания шумовых эффектов Гонзало Гавира, после того как оценил его работу в фильме «Крот» (1970).
    • Некоторые моменты в фильме были перемонтированы Уильямом Фридкиным специально для ТВ-версии: — в ТВ-версии у Статуи Непорочной Девы Марии осквернено только лицо (в отличии от крайне непристойной театральной версии); — фразы, содержащие богохульство, также были перемонтированы, причем самим Фридкиным из-за нежелания снова работать с Мерседес МакКэмбридж. Фраза «Твоя мать отсасывает в аду, Каррас, ты, дерьмо неверующее» была заменена на «Твоя мать гниёт в аду», также выражение «Засунь этот крест себе в задницу» была заменена на «Заткни свою пасть».
    • Эта ТВ-версия так и не была показана.
    • Фильм снимали в доме, в котором когда-то жил сам Уильям Питер Блэтти, когда был студентом и учился в университете Джорджтауна.
    • Уильям Питер Блэтти однажды выиграл $10,000 на шоу Гручо Маркса «Ставка — Ваша жизнь». Когда ведущий спросил на что он потратит деньги, Блэтти ответил — «На написание романа» — этим романом оказался «Изгоняющий дьявола», опубликованный в 1971 году и ставший бестселлером.
    • В режиссерской версии фильма выясняется второе имя Риган: Тереза.
    • Медсестру, которая заходит в кабинет доктора Тэни после артериограммы, сыграла мать Линды Блэр Элеонор.
    • Джил Грэйнбо пробовалась на роль Шэрон.
    • Уильям Питер Блэтти сыграл камео: продюсер фильма, в котором играла Крис; он разговаривает с режиссером фильма Бёрком.
    • Имя «Капитан Хоуди» используется в качестве компьютерного имени убийцы в фильме «Стрейнджлэнд» (1998). Сценарий фильма был написан Ди Снайдером, лидером группы «Twisted Sister». В репертуаре данной группы есть песня под названием «Stay Away from Captain Howdy» (альбом «Stay Hungry» 1984 года выпуска).
    • Сцена, где Отец Мэррин спрашивает у Крис второе имя её дочери, была вырезана, однако когда Мэррин проводит изгнание демона из Риган, он произносит полное имя девочки: Риган Тереза МакНэйл.
    • Для исполнения знаменитой сцены «паучьей походки» была приглашена акробатка Линда Р. Хэйгер. Сцена была отснята 11 апреля 1973. Вдоль лестницы натянули проволоку, с помощью которой она скользила, поэтому Хейгер лишь слегка касалась пола изогнутыми под невероятным углом руками и ногами. Сцена была вырезана Фридкиным и не вошла в оригинальную версию картины, поскольку режиссёр посчитал, что она производила слишком сильный эффект в первой половине фильма, в то время как ужас в «Изгоняющем дьявола» должен расти постепенно и достигнуть своего максимума лишь к концу фильма. Вырезанный материал был восстановлен Фридкиным в режиссёрской версии картины.
    • «Паучья походка», которая была вырезана из оригинальной версии фильма, была использована в фильме «Рубин» (1977), а также в некоторых других низкобюджетных фильмах.
    • Сцена, где отец Каррас прослушивает записанную им плёнку, была отснята в помещении Киттинг Холла в иезуитском университете Фордхэм, в Нью-Йорке. Та же самая комната была использована как офис Пентагона при съёмках фильма «Игры разума» (2001).
    • Фридкину для съёмок в Ираке пришлось собрать съёмочную команду, состоящую исключительно из британцев, поскольку на тот момент у США с Ираком не было никаких дипломатических отношений. Ирак дал согласие с условием, что в съёмках примут участие иракские кинематографисты.
    • В Великобритании релиз на видео был задержан на достаточно долгий срок по рекомендациям главного цензора страны Джеймса Фермана. Выход фильма на видео мог состояться в 1988, но снова был отвергнут Ферманом, который в качестве причины привёл ряд случаев издевательств над детьми. Видео релиз состоялся-таки в июне 1999, после того как Ферман ушёл на пенсию.
    • Еженедельник «Entertainment Weekly» назвал «Изгоняющего дьявола» самым страшным фильмом за всю историю кино.
    • В один из первых дней съёмок сцены экзорсизма, полный сквернословия монолог, произнесённый Линдой Блэр, произвёл столь сильное впечатление на Макса Фон Сюдова, что он просто-напросто забыл свой текст.
    • Вдохновение для написания книги Уильям Питер Блэтти нашёл узнав о реальном случае экзорсизма, произошедшем в 1949 году. Писатель, в то время учась в Джорджтаунском университете, прочитал статью Билла Бринкли в газете «Washington Post» (20 августа 1949), в которой говорилось о случае экзорсизма, произошедшим с 13-летним мальчиком на горе Рэйнор, в штате Мэриленд. Отец Альберт Хьюз и Отец Уильям Боурдерн провели обряд экзорсизма из Роланда Доу (вымышленное имя) в январе — апреле 1949 года.
    • Статуя демона «Пазузу» была по ошибке отправлена в Гонг-Конг вместо Ирака.
    • Прокат фильма в 1973 году сопровождался массовой истерией, обмороками зрителей во время просмотров и каретами «скорой помощи», дежурившими около кинотеатров. Случались и более курьезные случаи. Так, один из зрителей во время просмотра упал в обморок и ударился головой о спинку переднего кресла и сломал челюсть. Он подал в суд на Warner Bros., заявив, что на него повлияли «25 кадры», которыми был полон фильм. Студии удалось решить проблему внесудебным способом, заплатив возбужденному киноману некую сумму.
    • В сцене прослушивания аудиозаписей в лаборатории можно заметить висящий плакат с надписью «TASUKETE!», что в переводе с японского означает «Помоги мне!».
    • Знаменитый постер фильма, на котором Отец Мэррин стоит перед домом МакНейлов, заимствует мотивы картины Рене Магритта «Империя света» («L»Empire des lumières»), которую он нарисовал в 1953 году.
    • Для фильма был создан еще один постер — на нем была изображена рука Риган с зажатым окровавленным распятием, которым девочка поранила себя. Ниже шел тэглайн: «Бог, спаси эту девочку!» Фридкин отверг такой постер и заявил, что в тэглайне ни в коем случае не должно быть использовано слово «Бог».
    • Греческая песня, которая звучит по радио, когда Отец Каррас покидает квартиру своей матери, называется «Paramythaki mou», которую исполняет Яннис Калантцис. Спустя несколько лет автор песни Лейтерис Пападопулос, испытывавший материальные трудности, потребовал от создателей фильма некоторую компенсацию за использование его интеллектуальной собственности.
    • Сцена, где мы видим отца Карраса в его комнате в Джорджтауне, была отснята в общежитии для первокурсников в университете Фордхэм, в Нью-Йорке.
    • Чтобы разрядить атмосферу на съёмочной площадке, Уильям Питер Блетти предложил снять для забавы сцену, в которой Отец Мэррин входит в дом, снимает шляпу — и оказывается Гручо Марксом, другом Блетти. Пародия должна была появиться в одном из шоу Гручо Маркса, но в день съемок заболел Уильям Фридкин, и сцену так и не сняли.
    • После фильма Линда Блэр получила огромное количество угроз в свой адрес. Компании Warner Bros. на шесть месяцев пришлось нанять ей телохранителей.
    • Если учесть современную инфляцию, можно сказать, что «Изгоняющий Дьявола» самый кассовый фильм всех времен с рейтингом R.
    • Звуки, которые издаёт демон, покидая тело Риган, на самом деле визги свиньи, отправленной на бойню.
    • Пока Уильям Питер Блетти писал свой роман, он получал пособие по безработице.
    • На маску демона (который появляется в нескольких моментах лишь в режиссёрской версии фильма) Фридкина вдохновил образ из фильма Кането Шиндо «Онибаба» (1964).
    • Фактически с этого фильма началась карьера знаменитого гримера Рика Бейкера. Его нанял на работу в качестве ассистента легендарный гример Дик Смит.
    • В сцене, где одержимая Риган мастурбирует распятием, съёмочная группа прибегла к помощи статиста, а именно когда дочь отталкивает мать с такой силой, что та отлетает к стене. Для постановки этого трюка к ремню вокруг талии актрисы прикрепили тонкий трос, статист располагался на заднем плане и должен был в нужный момент дернуть за него. А вот сцена непосредственно с мастурбацией распятием была полностью сыграна самой Линдой Блэр, по её словам, она полностью осознавала, что она делает и что пытается изобразить.
    • Уильям Питер Блетти создавал персонаж Крис МакНэйл с Ширли МакЛейн, подруги писателя. На этапе подготовки к съёмкам Ширли очень заинтересовалась проектом и хотела, чтобы Лю Грейд спродюсировал фильм, но ее планам не суждено было сбыться.
    • Для фильма были построены три постели, каждую из которых использовали для разных сцен.
    • Отец Дайер был сыгран Преподобным Уильямом О`Мэлли, который до сих пор преподаёт в университете Фордхэм, в Нью-Йорке.
    • Первый тизер фильма, который содержал лишь несколько изображений «белолицего» демона, был запрещен во многих кинотеатрах, поскольку его посчитали «слишком страшным».
    • Линда Блэр повредила спину, когда специальная конструкция, с помощью которой ее разбрасывали по кровати, поломалась.
    • Линда Блэр стала номинантом на премию «Оскар» за «лучшую женскую роль второго плана» ещё до того, как стало известно, что на самом деле демона озвучивала другая актриса (Мерседес МакКэмбридж). По правилам киноакадемии, Линда уже не могла лишиться номинации, но дискуссия о том, что награда должна принадлежать МакКэмбридж, фактически отобрала у Линды все шансы на победу.
    • Достаточно молодым на тот момент был Макс Фон Сюдов, и чтобы стать стареющим, умудренным экзорсистом, ему по несколько часов в день приходилось проводить в кресле гримера.
    • На роль Отца Мэррина студия хотела пригласить Марлона Брандо. Фридкин тут же высказался против, мотивируя тем, что это будет уже не его фильм, а «фильм с Марлоном Брандо».
    • Преподобный Уильям О`Мэлли рассказывал студентам, что примерно на 80% фильм основан на реальных событиях. Он объяснял разницу между событиями в фильме и реальными фактами, например: — на самом деле был одержим мальчик, а не девочка; — случай экзорсизма произошел не в штате Делавэр, а в штате Мэриленд; — цвет «горохового супа» был на самом деле не зелёный. Он заявлял, что и многие другие вещи происходили на самом деле.
    • Сцена в Ираке, с которой начинается фильм — эта последняя отснятая сцена. К съёмкам в Ираке приступили, когда полностью завершили съёмки в США.
    • В документальной ленте, посвященной 25-летию фильма, многие актеры признались, что в некоторых сценах им не приходилось «играть», поскольку во многих эпизодах у актеров подлинная реакция. Например, крик Эллен Берстин, после падения в одной из сцен, был вызван сильным рывком статиста за трос, которым была связана актриса; крик Линды Блэр был естественной реакцией в сцене «подпрыгивания на кровати»; Преподобный Уильям О`Мэлли рассказал, что Фридкин со всего размаха дал ему смачную оплеуху, чтобы снять сцену отпущения грехов отца Карраса, во время которой руки у Отца Дайера тряслись, а голос дрожал и прерывался. Чтобы герой выглядел в кадре испуганным, Фридкин приказывал ассистентам перед командой «Мотор!» выстрелить возле уха актера из ружья или неожиданно включить мрачную музыку через громкоговоритель.
    • Василики Милиарос, сыгравшая мать Отца Карраса, доселе никогда не снималась в кино, ее единственным актерским опытом была греческая театральная сцена. Фридкин познакомился с ней в греческом ресторане и был поражен ее невероятным сходством со своей матерью. Позже Блэтти говорил, что Малиарос похожа и на его мать. Это была её первая и последняя роль в кино; она скончалась в возрасте 90 лет почти за год до премьеры фильма.
    • Джеральдин Пейдж отказалась от роли матери Риган.
    • По графику фильм должен был быть отснят за 85 дней, но длительность съемочного процесса в одних только США составила 224 дня.
    • Знаменитую сцену появления Отца Мэррина в доме МакНейлов Макс Фон Сюдов сыграл в первый же день своей работы над фильмом.
    • Согласно книги Крейга Хамрика «Барнадас и компания: кастинг сериала Мрачные Тени, классики телевидения», Денис Никерсон рассматривалась на роль Риган. Однако, мать, прочитав в сценарии «сцену мастурбации распятием» тут же увела девочку.
    • На самом деле расстояние от окна комнаты Риган до лестницы снаружи намного больше, нежели в фильме — при таком расстоянии невозможно вылететь из окна прямо на лестницу, в связи с чем декораторы добавили дополнительное «поддельное» крыло к дому, поэтому предполагаемое окно Риган выглядит очень близко к лестнице.
    • Актриса Дэна Плато заявляла, что ей предлагали роль Риган, но её мать воспротивилась. Сам Блэтти говорит, что не припомнит ничего подобного, что могло бы подтвердить этот слух.
    • «Изгоняющий Дьявола» последний фильм Ли Дж. Кобб, сыгравшего в нем лейтенанта Киндермана. Актер скоропостижно скончался после съёмок в фильме.
    • В сцене «с зеленой жидкостью» появилась дублерша Линды Блэр Эйлин Дитц. Дик Смит, гример фильма, оснастил контуры лица Дитс небольшими листами плексигласа (органическое стекло), по краям рта и на затылке. Спрятанное сопло было закреплено в полости рта, в котором был также расположен специальный аппарат, с помощью которого «рвота» с большой скорость могла выплеснуться наружу. Заполненные «зеленым веществом» небольшие трубки были вставлены в плексиглас с обеих сторон лица. Это была самая сложная часть конструкции, в связи с чем Дитц не могла толком глотать что-либо и не могла полностью закрыть рот.
    • В отреставрированной режиссёрской версии для написания нескольких музыкальных сэмплов был приглашен композитор Стив Боддекер.
    • Полная версия фильма имеет хронометраж 132 минуты.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В «Версию, которую Вы никогда не видели» добавлено несколько визуальных эффектов: — когда Риган в первый раз приходит к доктору Кляйну, пока она проходит электроэнцефалограмму, она на какое-то мгновение видит «белое» лицо дьявола; — когда отец Каррас видит сон про свою мать, можно заметить вспышку света с тем же лицом дьявола; — когда Крис МакНэйл возвращается домой, она заходит на кухню, затем гаснет свет и, когда свет загорается, можно заметить снова лицо дьявола: на вытяжке над плитой; — перед тем как Крис войдёт в комнату Риган, на двери во весь экран появляется изображение головы статуи демона Пазузу, которую можно увидеть в начале фильма; — затем, когда Крис покидает комнату, на стене, слева от двери, постепенно появляется изображение демона Пазузу в виде горгульи; — в сцене изгнания дьявола, можно вновь заметить появляющееся на мгновение лицо дьявола: на этот раз вместо лица Риган.
    • еще 82 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Эта невероятно популярная американская картина снята по бестселлеру Уильяма Питера Блэтти, который также был продюсером, а ещё выступил в качестве автора сценария, за что и удостоился премии «Оскар» (в девяти остальных номинациях только одна награда Киноакадемии заслуженно досталась мастерам звука). Но всё-таки «Изгоняющий дьявола» получил шумную известность благодаря режиссёру Уильяму Фридкину, который хоть и не был среди первых кандидатов на постановку, однако снискал славу «жестокого мастера» благодаря своему предыдущему фильму, полицейскому триллеру «Французский связной». И пусть на съёмки новой ленты ушло 224 дня вместо запланированных 85-ти, а в процессе работы происходили довольно странные случаи, и девятеро людей из группы, включая двух актёров, умерли за это время (что, впрочем, бывает и на обычных проектах), конечный результат превзошёл все ожидания. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 898 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Считается, что это самый страшный фильм за всю историю кино. Не знаю, может быть. Я его, по крайней мере, досмотрела. А вот «Людей за солнцем» не смогу досмотреть, наверное, никогда. Разве что в ускоренной перемотке. Вот там ужас…

    Начало затянуто. На тридцать первой минуте мельком показали страшную рожу. На 41-й девочка тихо сказала присутствующим, что они сдохнут. На 42-й меня, наконец-то, начали немного пугать… Ладно, не скрою, есть там один неприятный момент, когда Риган с лестницы спускается, но ради этого смотреть все остальное…

    Хотя для того времени это, наверное, было сильно. Людей когда-то и «Прибытие поезда» пугало.

    П. С. Надо было ограничиться трейлером. Было бы страшнее.

    4 ноября 2010 | 22:34

    Решил написать рецензию по той причине, что, полистав рейтинги самых страшных фильмов, обнаружил, что именно этот фильм стоял на первом месте. К сожалению, не читал произведение Уильяма Питера Блэтти, а сразу приступил смотреть экранизацию, снятую Уильямом Фридкином.

    Сюжет. Здесь-то всё и начинается. Начало слишком растянуто. Но вскоре начинают проясняться некоторые вещи. У 12-летней девочки Риган начинаются странные приступы. Мать отводит её к доктору, с которым девочка ведет себя необычно агрессивно. Ну, и как бывает в подобных случаях, положение её усугубляется: Риган начинает говорить мужским голосом и делать необычные телодвижения. Вообще, атмосфера происходящего действительно пугает. И здесь, в отличие от многих современных фильмов, в которых делают акцент на резкость моментов и громкость криков, режиссёру удаётся устрашить зрителя без всего вышеперечисленного.

    Медицина в таких случаях бессильна и даже не может поставить диагноз, так как имеет дело с нечто более серьёзным. Конечно, в безысходные моменты, когда не знаешь, что делать, люди обращаются к церкви. Мать бедной девочки встречается с отцом Каррасом, который в дальнейшем просит разрешение провести обряд экзорцизма. Обряд экзорцизма- это длительное чтение молитв с исплользованием церковных предметов. Всё это сопровождается репликами Дьявола из уст девочки. Сопровождается её чересчур агрессивным поведением. И знаете, это действительно способно напугать.

    Часть фильма, в которой проходил этот самый обряд, как мне показалось, и сделала фильм столь успешным. Вспомнить одно только лицо Риган или же лицо отца Карраса, которые без всяких криков смогли передать атмосферу происходящего.

    И вот в итоге мы получаем фильм-эталон на тему экзорцизма. Если бы не столь растянутое начало, поставил бы 10.

    9 из 10

    P.S:

    «Фридкин настолько подробно показал борьбу священнослужителей с демонами, что его обвинили в излишнем натурализме. Макс фон Сюдов сыграл старого священника настолько убедительно, что его даже спросили однажды, не верит ли он сам в дьявола»

    4 июля 2011 | 15:01

    Еженедельник «Entertainment Weekly» назвал «Изгоняющего дьявола» самым страшным фильмом за всю историю кино…

    Really? Возможно, он и был самым страшным, но до тех времён, когда его выпустили в прокат. Я пришёл к этому выводу из-за того, что многие кинотеатры отказались показывать расширенную версию, где в кадрах мелькало «лицо дьявола», ссылаясь на то, что оно слишком страшное. Скажу честно, в этом лице ничего страшного и нет. Возможно, в те времена еще мало выпускали фильмов ужасов и не умели толком их снимать. Не могу точно утверждать, я не знаком с кинематографом фильмов ужасов тех времён. Но чтобы в наше время этот фильм пользовался популярностью, это что-то сверхъестественное.

    Снимать ужасы, на мой взгляд, самое трудное дело по сравнению с фантастикой, комедией, боевиками, триллерами. Тут нужно, чтобы каждый элемент был на высоте. Если этого не будет, всё остальное может рухнуть, и фильм не произведёт на вас должного впечатления. Мистическая история завораживает, игра актёров на уровне… и всё, стоящего больше здесь ничего нет. Фильм разворачивается слишком долго. Я, конечно, понимаю режиссёра, он хотел сделать нарастающий страх. Но если учитывать, что здесь никакого страха абсолютно нету, за исключением «паучьей походки» с лестницы, то целая половина фильма ничего из себя не представляет, основное действие разворачивается с середины.

    Самый огромный минус этой картины заключается в смешном и глупом проявлении дьявола в теле девочки, а у нас ведь фильм как раз таки об этом! В первой сцене с его откровенным проявлением я рассмеялся. Нет, мне действительно стало смешно, как будто я смотрю пародию на этот фильм. Девочка до крови мастурбирует распятием, мама хочет её остановить, но та отталкивает её, потом хватает её голову и суёт себе между ног со словами, произнесёнными мужским забавным голосом: «ЛИЖИ МЕНЯ!» Что в этом страшного?! И на протяжении всего фильма, дьявол в теле девочки предлагает всем вступить с ней в половую близость… Или вот еще забавный момент. Священник, после диалога с дьяволом, достаёт флакон с жидкостью из пиджака. До этого у девочки были хитрющие узкие глазки, а как только она увидела этот флакон, то они сразу округлились и дьявол спросил с большим испуганным интересом: «ЧТО ЭТО?» И так всё до конца. Также нелепы все эти выражения дьявола, а грим одержимой девочки просто смешен. Учитывая все старания режиссёра, в фильме нет той атмосферы, той опасности, которые заставляли бы затаив дыхание, смотреть его.

    В итоге, фильм хороший, но если брать в расчёт, что это фильм ужасов, снятый в 1973 году, и его сравнивать с нынешними лентами, то конкуренцию он не сможет составить. Если хотите посмотреть фильм на подобную тему, то советую вам «Шесть демонов Эмили Роуз».

    3 из 10

    1 марта 2011 | 14:58

    Преамбула.

    Всякий раз, как речь заходит об «Изгоняющем дьявола» мнения полярно делятся на две части — «фильм хорош» и «ничего особенного». Это чрезвычайно интересно, и требует особого внимания. Хорошим фильм считают люди, любящие кино, как оно есть, любящие и старые, и новые ленты, если они действительно достойны. Фильмом ни о чём, безделицей жанра ужасов и просто маст-си-из-вежливости картиной его считают любители пощекотать себе нервы. Они совершенно справедливо признаются, что жути этот фильм не нагоняет, а навевает тоску и смех одновременно.

    Немного о страхах и киноиндустрии.

    Важно заметить здесь, что страх также можно категорировать. И в этом плане современное кино куда как более пугающе по причине того, что кино превращается в кухню — создатель знает от чего именно, в какой момент и при каком звуковом сопровождении вы будете бояться. Он апеллирует к вашему современному и инстинктивному страху.

    Страх же, который вызывает «Изгоняющий дьявола» — страх интеллектуальный. Это страх, пропущенный через призму западной культуры, взращённой христианством, через призму личностного понимания вопросов мироздания, жизни и смерти.

    Страх первого типа более простой для осознания и более оскорбительный для зрителя. Я считаю, что современные фильмы ужасов унижают зрителя своим беспардонным к его умственным способностям отношением. Современный фильм расскажет вам что, откуда, как, кто поможет, что с этим можно сделать. Он призовёт какие-то силы, предложит амулеты и сильные колдовства. В любом случае, даже если не будет хэппи-энда, у зрителя не будет и вопросов.

    Почему я люблю его.

    «Изгоняющий дьявола» уникален тем, что ставит открытые вопросы на такую странную и сомнительную тему, как присутствие потустороннего в нашем мире. Что, кроме этого, я люблю в «Изгоняющем дьявола» — это его гуманистическое начало. Одержать верх над демоном удаётся не священнику, не книге и не святой воде, побеждает его, пусть и умирая телесно в итоге, человек, целью которого является спасение жизни ребенка. И тем более замечателен фильм в плане логического рассуждения, что борьба человека с демоном приобретает новую грань, учитывая, что за человеком ничего и никого нет. Демон, как форма зла, проявлен физически в фильме. Он совершенно точно существует и не является производством рук человека. А глобальное добро никак в фильме не проявлено. Все формы божественного присутствия — ритуал, Библия, распятие, святая вода — атрибуты рукотворные. Им придана сила только человеком и только человек способен победить зло.

    Разве не замечательная мораль для фильма ужасов?

    4 августа 2013 | 23:29

    Американский режиссер с украинскими корнями Уильям Фридкин, к которому пришла слава после полицейского триллера «Французский связной» (премия «Оскар» за лучшую режиссуру, 1972 год), получил предложение снять фильм, который окажется новой точкой отсчета для последующих картин жанра ужасов на тему изгнания нечистой силы. Снятый по одноименному бестселлеру Уильяма Питера Блэтти, основанному на реальных событиях, мистический фильм ужасов «Изгоняющий дьявола», как и все, в будущем, культовые фильмы ушедшего века, оказался самым настоящим испытанием для съемочной группы. И дело даже не в длительном подборе подходящего режиссера и актеров на свои роли, а в том, что по каким-то поистине дьявольским обстоятельствам погибло целых 9 членов съемочной группы, которые не дожили до официальной премьеры этого провокационного по тем временам кинодетища, уже на первых сеансах наделавшего много шума.

    Северный Ирак. Группа археологов во главе с отцом Ланкастером Меррином (Макс фон Сюдов) занимается раскопками на древних руинах.

    Джорджтаун, Вашингтон, США. Известная актриса Крис МакНейл (Эллен Берстин) снимается в очередной картине. Она живет в уютном доме со своей дочерью Риган (Линда Блэр) и парой прислуг. Позже Крис начнет беспокоить очень странное поведение дочери, которое не сможет объяснить ни один врач в городе — медицина оказывается бессильна, приводя нелепые аргументы вроде особенностей переходного возраста, и тому подобное, прописывая в качестве лечения бесполезные лекарства. Пугающие изменения некогда послушной девочки не оставят отчаявшейся матери выбора, кроме как вызвать местного священника Карраса (Джейсон Миллер), который скажет страшную вещь: Риган одержима дьяволом. Но как в современном мире, где церковь уже не верит не то, что в подобное, но и в саму себя, быть в такой ситуации? И тогда, из Азии вызывают самого Ланкастера Меррина устроить самый настоящий обряд экзорцизма, за результат которого он и не подозревает, какую страшную цену придется заплатить…

    «Изгоняющий дьявола», который позиционируется, как самый страшный фильм ужасов за всю историю кино, рискует в наше время оказаться жертвой синдрома завышенных ожиданий из-за этого опрометчиво повешенного критиками ярлыка. Более того, после бесчисленного количества вышедших фильмов ужасов за этот сорокалетний промежуток времени, подобное заявление может только сыграть во вред этой, на самом деле, мощной этапной ленте, которая, между прочим, и является родоначальницей большинства этих «ужастиков». На мой взгляд, режиссер снял, в первую очередь, многослойную драму, которая сопряжена мистическими, и порой, действительно пугающими событиями. Ведь недаром, например, в фильме, помимо основной сюжетной линии с матерью и одержимым ребенком, есть сюжетная линия с Каррасом, священником, потерявшим веру — это отражение действительности того времени, когда среди людей становилось все больше атеистов, и церковь уже переставала толком сама в себя верить, вера ослабевала в целом. Этот «родоначальник ужастиков», на поверку, оказывается весьма богатым на события и сюжетные линии (основные и дополнительные), не дающие прямых ответов на вопросы, и при каждом новом просмотре открывающие зрителю ранее незамеченные нюансы. Ну а кульминационная сцена с изгнанием дьявола из несчастной девочки показана настолько сильно и впечатляюще, как ее до сих пор не удалось никому воспроизвести в последующих фильмах на тему экзорцизма.

    Помимо смыслового и сюжетного наполнения картины, которая является адекватной и бережной экранизацией своего литературного первоисточника («Оскар», «Золотой глобус», и «BAFTA» за лучший адаптированный сценарий), и тонкой режиссуры самого Уильяма Фридкина («Золотой глобус» за лучшую режиссуру) здесь невозможно не отметить потрясающие актерские работы. А именно, одну из лучших работ в карьере Эллен Берстин, которая выдала мощный перформанс отчаявшейся матери на грани нервного срыва, и вызывает реальное человеческое сочувствие к своему полному надежды и страдания персонажу. Для Линды Блэр здесь пробил звездный час («Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана), но, к сожалению, здесь же и отбил — эта многострадальная роль одержимой девочки, ругающейся непристойными словами и совершающей неприличные деяния, после исполнения которой девочку преследовали угрозы от неизвестных людей, оказалась ее карьерной клеткой, из которой актриса так и не вырвалась, пойдя по ошибочному пути. Легендарный швед Макс фон Сюдов радует одним своим появлением в кадре фактически везде, и этот фильм не стал исключением — его образ экзорциста является одной из его запоминающихся и культовых ролей, которая, в том числе, и не раз пародировалась комиками в будущем. А вот Джейсон Миллер, к сожалению, немного затерялся на фоне работ вышеупомянутых актеров, его персонаж получился бледноватым.

    Фильм украшает идеально скомпонованный кадр и шикарно выстроенные мизансцены — работа оператора Оуэна Ройзмана («Три дня Кондора», «Телесеть») здесь безупречна и даже может конкурировать по своему качеству с работами Витторио Стораро (известный оператор, создававший изумительный визуальный ряд в работах Бернардо Бертолуччи, который, как раз, будет причастен к съемкам приквелов «Изгоняющего дьявола»). Что касается музыкального сопровождения Стива Боэддекера, то оно здесь в дефиците — в нужных сценах его катастрофически не хватало, что можно списать на незначительный минус картины, как и то, что некоторые моменты, задумываемые, как страшные, производили обратный эффект (трясущаяся кровать), но, уверен, это вина как отсмотренных представителей более современного поколения фильмов ужасов, так и дурацких пародий (обязательно выкиньте из головы, забудьте, что Вы когда-либо смотрели пародию «Очень страшное кино 2»).

    В общем, невозможно не признать оказанного мощного влияния фильма на свой жанр и его культовости. Фильм стал кассовым событием не только в свое время — в 2000 году состоялся перезапуск перемонтированной режиссерской версии, которая породила вторую волну популярности этого бессмертного фильма. Стоит выразить огромную благодарность создателям за проделанную работу, так как, на мой взгляд, расширенная режиссерская версия как приоткрывает некоторые завесы тайн, так и подкидывает новые интересные вопросы зрителю. Для меня это второй просмотр фильма, на котором я смог по достоинству оценить это великое в жанре ужасов полотно, постаравшись отбросить любые предвзятости и временно стерев из памяти все современные фильмы ужасов. Это действительно жуткий, атмосферный, угнетающий, в первую очередь, мистико-драматический триллер, который должны увидеть как поклонники жанра хоррор, так и остальные ценители кино, для которых год выпуска фильма ровным счетом не имеет никакого значения. К слову, по прошествии 40 лет, «Изгоняющий дьявола» нисколько не устарел морально.

    В двух словах: Классика жанра. Эталон мистического хоррора на тему экзорцизма, выполненный по высшему разряду.

    9 из 10

    4 мая 2013 | 21:40

    Слоган фильма: никто этого не ждал, никто в это не верил, и никто не мог это остановить. Единственная надежда на ЭКЗОРЦИСТА. Вот и весь фильм, в целом. Больше ничего знать и не нужно.

    Как-то давно, болея бронхитом, в 16 лет (я тогда ещё питала большой интерес к фильмам ужасов), решила посмотреть, что это вообще за фильм, который в топах занимает высокие места, в категории ужастиков. Вдобавок, фильм оскароносный за лучший сценарий, и получивший Глобус за звук, драму, режиссёра и женскую роль самой «одержимой»,а её лицо стало неким клише. Не буду врать, но пол фильма я зевала, а вторую половину я ела свои фирменные спагетти.

    Во-первых, не страшно. И дело не в том, что я какой-либо закалки, насмотревшаяся фильмы данного жанра, или недостаточно вникала в фильм, нет. Естественно, если вжиться в ситуацию, то она чудовищна, но это можно сказать о любом фильме, что вовсе не оправдывает и не спасает его рейтинг. Но, наверно, для молодёжи 1973-его года он действительно оказался самым страшным за всю историю кинематографа. Тем, кто пугается собственной тени, конечно, девочка будет сниться в кошмарах, но привыкаешь достаточно быстро к отталкивающему лицу.

    Во вторых, растянуто. Продолжительность фильма 2 часа, и поэтому становится нудно наблюдать за всеми попытками изгнать, собственно, беса (если взять существование дьявола за рабочую теорию, то мне не кажется, что ему интересно вселяться в смертных и мучать их, а изгоняют всегда почему-то именно дьявола).

    Единственное, что страшное, так это атмосфера, и сама история. Т. к. по стандартам фильм ужаса он должен ужасать, а ничего подобного не получилось, я ставлю 6 из 10.

    В общем, культового фильма не вышло, хоть тема изгнания злой субстанции из детей стала. Конечно, многие со мной не согласятся, но я видела фильмы куда более страшнее.

    5 июля 2011 | 20:35

    К сожалению, это как раз тот случай, когда время прошедшее со дня премьеры фильма (а это без малого 40 лет) сводит на нет все старания создателей, делая из одной из самых страшных картин семидесятых годов, зрелище которое едва ли напугает даже ребёнка. В этом плане книге Уильяма Питера Блэтти, по которой был снят фильм, повезло больше. Она до сих пор читается неплохо, потому как наше подсознание представляет себе куда более страшного демона, чем мы видим в бесспорной киноклассике «Изгоняющий дьявола».

    У знаменитой актрисы Крис МакНейл несчастье. Её маленькая 12-летняя дочь Риган на первый взгляд сошла с ума. Начиналось всё с неконтролируемой брани, странного поведения, изменения голоса. Однако, потом проблема встала в полный рост и стало понятно, что в бедной Риган поселилось что-то чертовски злобное и отвратительное, что-то что буквально убивает девочку изнутри. Врачи не смогли помочь Крис и теперь её последняя надежда — церковь в лице молодого, несчастного священника Дэмьена и опытного экзорциста Ланкастера Меррина.

    Как я уже сказал, к сожалению, время довольно беспощадно обошлось с этим, без сомнения, киношедевром прошлых лет. В наш век цифровых технологий и поставленной на поток индустрии производства фильмов ужасов «Изгоняющий дьявола» смотрится, как не более, чем тревожная и слегка затянутая история о демоне внутри маленькой девочки. Но, оценивать этот фильм с такой позиции было бы не совсем честно с точки зрения сиюминутности кинематографа. Редкий фильм тех времён, смотрится также хорошо на наших суперсовременных экранах, как он смотрелся на белых простынях кинотеатров тех лет.

    Однако, у фильма есть недостатки и не связанные с визуально-устрашающей частью. Фильм довольно сильно проигрывает книге (а её я перечитывал совсем недавно) по части диалогов Дэмьена с бесом. В книге это очень точные, психологически выверенные беседы, в фильме же всё свелось в двум-трём оскорблениям да плевком в лицо густым «гороховым супом» зелёного цвета.

    С точки зрения актёрской игры, крайне порадовали двое: Джейсон Миллер и Линда Блэр. Миллер сыграл разочарованного в вере священника очень хорошо, несмотря на то, что это первый опыт в кино этого актёра. Но больше всех поразила Линда Блэр, сыгравшая малышку Риган и, соответственно, то, во что она превратилась после встречи с бесом. Я удивлён насколько гармонично и по-взрослому смотрелась эта маленькая девочка в такой сложной и, что уж говорить, непристойной роли.

    Резюмируя, хочется сказать, что я вполне доволен тем фактом, что посмотрел этот фильм. Вообще, последнее время меня преследует стремление закрыть пробелы по части киноклассики. А «Изгоняющий дьявола» — это самый настоящий классический фильм ужасов. И да, он намного лучше «Ребёнка Розмари».

    7 из 10

    17 ноября 2011 | 06:12

    Давно расхваливали этот фильм, давно рекомендовали. И наконец случилось: после более поздней «Эмили Роуз» я из интереса, проснувшегося во мне к фильмам с религиозной тематикой жанра «ужасы», решила посмотреть и «Экзорциста».

    Несмотря на довольно большой возраст картины, на довольно примитивные методы «пуганий», меня она заинтересовала. Действительно заинтересовала, но отдельными фрагментами, эдакими пасхалками, которые можно обнаружить, присмотревшись повнимательней.

    Крайне интересные методы съемки, подачи идеи как таковой — и вуа-ля, получилось то, что даже спустя почти 30 лет может по-настоящему напугать искушенного(!) зрителя.

    Но стоит отметить довольно примитивный, однобокий взгляд на проблему. По мнению режиссера происходящее как бы является априори, но зрителю всегда хочется свободы. А потому именно вам решать: смотреть такой фильм или не смотреть. Для ознакомления, для «того, чтоб было», смотрите на здоровье. Но я, например, второй раз пересматривать, увы, не стану.

    7 из 10

    24 мая 2011 | 21:06

    Изгоняющий Дьявола, это название знают все фанаты этого жанра, это настоящая классика в таком типаже сюжета. За всю историю киноиндустрии выходили разные фильмы Ужасов, но настоящей классикой стали произведения 20 века. Безусловно, если бы я родился тогда, когда снималось это кино, яб жутко испугался и это лицо дьявола снилось бы мне долго. Но мы все таки живём уже в 21 веке, мало что может нас напугать, из за этого ужасы снимать все сложнее и сложнее. Поэтому непонятно будущее этого жанра, но закончим с предисловием и перейдём к самому фильму.

    Режиссёр фильма, Уильям Фридкин. Изгоняющий дьявола наверно самый удачный, его фильм в жанре Ужасы. А так до этого произведения, он снял единственное успешное кино, это Французский Связной. Так что личность не очень известная, и само это кино имеет ошибки.

    Мои впечатления после просмотра разные, есть и хорошие, есть и плохие. Я не любитель типажа изгнание дьяволов, мистики различной, но посмотреть этот фильм я был обязан, ибо как можно считать себя любителем жанра Ужасов, не посмотрев Изгоняющий Дьявола. Я не был напуган, тут не было того что мне нравится в фильмах ужасов, это напряженная атмосфера и боязнь потерять главного героя. Но тут присутствовали другие фишки, это скримеры, кровь, мерзость и тому подобное, я не ценю в Ужасах вот это, из за этого как не трудно догадаться я был разочарован. Но в фильме присутствовало многое другое, что мне понравилось.

    1. Сюжет(7 из 10). Сюжет в фильме в те года, был отличный, свежий и в правду пугающий. Ведь тогда все люди очень любили свою религию, и естественно такой типаж сюжета, их очень сильно напугает. Но сейчас, таких кино вышло уже очень много, везде одно и тоже. Но естественно, прадедом нынешних таких произведений является «Изгоняющий Дьявола». Меня сюжет нечем не впечатлил, не напугал. 7 потому что тогда этот фильм был и вправду страшен абсолютно всем.

    2. Атмосфера(6 из 10). Атмосфера в фильме тоже нечем не примечательная. Потому что как я писал выше тут нету того, чего я ценю в фильмах Ужасов. Я был очень разочарован, когда увидел скример. Именно им пытались напугать людей и добавить атмосферу, опять же тогда это 100% у них получилось, но меня повторюсь, это очень разочаровало. Яб поставил ниже оценку, но тогда это было актуально.

    3. Графика(7 из 10). Графика весьма не плохая. Была проведена очень хорошая работа в плане спецэффектов, их тут достаточно и они сделаны очень хорошо. Прорисовка лиц, окружающий мир, кровь тоже на уровне. Тут я не разочаровался.

    4. Актёрская игра(6 из 10). Актёры сыграли тоже средне. Это замечено в следующих пунктах. Ну во первых, это плохо переданный свой образ в фильме, у некоторых персонажей это наблюдается. Во вторых, это конечно уже халтура со стороны режиссера, про некоторых персонажей вообще почти нечего не рассказано, кем они были, что их сюда привело, они просто присутствуют и все. В третьих, иногда наблюдаются искусственные эмоции. Короче, тоже не очень.

    5. Музыкальное сопровождение(7 из 10). Этот пункт в фильме весьма не плохой. Ну вот использовали её не очень, далеко не все зависит от самой музыки, нужно её ещё хорошо вставлять. Такую оценку я ставлю из за голосов, этого демона. Хоть его лицо после двух минут уже не страшно, а в некоторых местах и смешно. Но звуки он издавал просто замечательные, за это ставлю лайк однозначно.

    Итог, Изгоняющий Дьявола это середняк жанра Ужасов. Фильм с явными недочетами, но все таки получше многих современных Ужастиков, это я могу говорить смело. Я повторюсь, не являюсь фанатом подобного сюжета, из за этого меня фильм нечем абсолютно не удивил, кроме спецэффектов. Если вы фанат, подобной темы, то вы должны обязательно посмотреть. Да вообще все фанаты жанра Ужасы, должны посмотреть этот фильм. Обычному телезрителю не советую. Такая оценка, из за того что, фильм «Изгоняющий Дьявола», классика жанра, ато так оценка была бы ниже.

    7 из 10

    14 февраля 2016 | 19:08

    По его «рекомендации» из вышеуказанной монографии и посмотрела, хотя ценителем ужасов не являюсь и экзорцизмом не интересуюсь. Зря посмотрела: в который раз убеждаюсь, что те фильмы, которые нравятся (или в юности нравились) Кингу, мне не подходят. Ну, может, вкусы наши разны, как говаривал поручик Ржевский.

    Окей. Смотрела я фильм довольно давно, так что до деталей не помню, но хорошо помню уныние, которое охватывало меня при просмотре. И это при том, что актеры в нем действительно неплохо играют, и мамаше одержимой Риган я сочувствовала.

    Во-первых, я не верю в одержимость бесами. К тому же, если уж и существуют какие-то инфернальные силы, то вряд ли они, намереваясь нагадить людям, устраивают такой детский сад. Одержимая Риган омерзительно себя ведет, но по сути опасна она очень умеренно. Богохульства и мат, равно как и тошнота — полная ерунда, вот то, что она калечит себя и заставляет предметы летать — ну опасно травмами для нее и ее близких. Как-то хиленько…

    Во-вторых, меня никогда не трогала тематика «священника с пошатнувшейся верой». Меня глубоко воротит от того, что из этого постоянно раздувают в произведениях искусства такую проблему. Пошатнулась вера — вали из священников, иди дворы подметать, еще чего-то делать полезное. Представлять это трагедией мирового масштаба просто ханжество. Впрочем, я вообще скептична к любому жречеству, с верой или без. Отношения с богами, по-моему, должны быть личным делом каждого.

    К тому же фильм старый. Он рассчитан на массовое сознание американцев семидесятных годов. Сейчас люди знают о вещах и пострашнее, чем какие-то там демоны. По сравнению с реальными терактами и авариями на АЭС Риган страшна не более, чем Бабка-Ёжка… нет, не более, чем «гроб на колесиках». Очередная страшилка.

    Что до идейного наполнения… о жертвенности можно было бы поговорить и без эпатажа. О силе веры или о бессилии ее отсутствия… в общем-то тоже. Большинство эпизодов с Риган призваны вызвать ужас низменный, происходящий от омерзения — а это довольно простой путь.

    Ценителям жанра можно посоветовать это как классику, чтобы легче было угадывать киноцитаты в позднейших произведениях. Но я уверена, что ценители жанра и так фильм смотрели. Остальные могут со спокойной совестью не смотреть.

    Число рецензий не круглое, но хочется посвятить эту несостоявшемуся концу света, очередному из многих. Будьте критичны, люди.

    23 мая 2011 | 00:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>