всё о любом фильме:

Изгоняющий дьявола

The Exorcist
год
страна
слоган«Самый страшный фильм всех времен»
режиссерУильям Фридкин
сценарийУильям Питер Блэтти
продюсерУильям Питер Блэтти, Ноэль Маршалл, Дэвид Салвен
операторОуэн Ройзман
художникБилл Мэлли, Джон Роберт Ллойд, Джозеф Фретвелл III, ...
монтажНорман Гэй, Ивэн А. Лоттман
жанр ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  110.6 млн,    Великобритания  8.3 млн,    Бразилия  8.11 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время122 мин. / 02:02
Номинации (3):
В семью известной актрисы приходит беда — ее несовершеннолетняя дочь начинает вести себя неадекватным образом. Мать полагает, что это следствие ее личной трагедии, врачи подозревают психическое заболевание и не в силах поставить диагноз. Специально приглашенный священник подозревает, что девочка одержима дьяволом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
58 + 9 = 67
8.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist, 1971).
    • На роль Крис, матери Реган, которая в итоге досталась Эллен Берстин, претендовали Джейн Фонда и Ширли Маклейн.
    • Эллен Берстин согласилась сниматься в фильме, при условии, что её героиня не будет произносить фразу: «Я верю в дьявола!», как это требовалось по сценарию. Продюсеры согласились и решили убрать данное высказывание.
    • Джону Бурману предлагали поставить фильм, но он отказался, мотивируя тем, что не хочет снимать такую жестокую историю про ребенка. Однако, режиссер принял предложение поставить сиквел: «Изгоняющий дьявола 2» (1977).
    • Мерседес МакКэмбридж, которая озвучивала демона, подавала в суд на студию Warner Bros. за то, что её имени не оказалось в титрах.
    • Джейн Фонда и Ширли МакЛэйн были среди претенденток на роль Крис МакНэйл. Одри Хепберн согласилась бы исполнить роль, если съемки проходили бы в Риме. Энн Бэнкрофт также могла сыграть Крис, но «осталась за бортом», поскольку была на первом месяце беременности.
    • Вариант музыкального сопровождения Лало Шифрина был отклонён (его можно услышать в фильме «Ужас Эмитивиля» (1979)). Режиссёр фильма Уильям Фридкин позднее признался, что, услышь он музыку группы Tangerine Dream раньше, то пригласил бы именно их для написания музыки к «Изгоняющему дьявола». Tangerine Dream (в состав которой в разное время входили Кристофер Франке, Пол Хаслингер, Эдгар Фроиз, Питер Бауман, Йонас Шмоллинг и Ральф Вейдфул) написали музыку к следующему фильму Фридкина «Колдун» (1977).
    • Агентство, представлявшее интересы Линды Блэр, не порекомендовало её на роль Риган, предложив взамен более 30 других юных актрис. В результате, лишь вмешательство матери девочки позволило разрешить проблему.
    • Стэнли Кубрик хотел поставить фильм, но только при условии, чтобы он стал ещё и одним из сопродюсеров. Владельцы студии забеспокоились, что Кубрик может выйти за пределы бюджета и графика съемок, поэтому наняли в качестве режиссёра Марка Райделла. Однако, Блетти (сценарист фильма и автор книги) настаивал на Уильяме Фридкине. После тупика, к которому студия пришла с Райделлом, Блетти в конечном счете получил своё.
    • Съемочный процесс: 14 августа 1972 — 20 июля 1973
    • В сентябре 2000 года в широкий прокат вышла отреставрированная версия фильма, в которую вошли 11 дополнительных минут; фильм рекламировали как «Версию, которую вы никогда не видели». Реставрация фильма обошлась в $1 млн. Новая версия собрала в первый уик-энд $8,1 млн. и за три месяца проката получила $39,6 млн.
    • «Белое» лицо дьявола, появляющееся в некоторых сценах режиссерской версии — это загримированное лицо актрисы Эйлин Дитц.
    • Эллен Берстин повредила позвоночник в сцене, когда Риган с силой отбросывает Крис в сторону. На Берстин был закреплен специальный трос, за который по команде режиссёра должен был дернуть статист. В одном из дублей статист дернул так сильно, что актриса ударилась о пол и закричала от боли в копчике. Фридкин сразу же навел на нее камеру и завершил сцену эффектным крупным планом.
    • В «Версии, которую Вы никогда не видели» цифровым способом было добавлено пальто на Крис МакНэйл в сцене, где Мэррин и Каррас идут изгонять демона. В оригинальной версии это было явным киноляпом: в этой сцене Крис была в пальто, а через пару секунд уже без него.
    • Киностудия Warner Bros. предлагала поставить фильм следующим режиссёрам: — Артуру Пенну — отказался, т. к. на тот момент преподавал в Йейле; — Питеру Богдановичу — хотел сначала закончить другие проекты; позже сожалел о своём решении); — Майку Николсу — не хотел снимать фильм, который целиком зависит от актерской игры ребенка; — Марку Райделлу.
    • Место, где ведутся археологические раскопки в фильме, это не декорации, а реально существующая местность в древнем парфянском городе Хатра в Северном Ираке.
    • Первая сцена, которая была отснята: когда Отец Каррас идет по коридору психбольницы, взволнованно разговаривая со своим дядей о заключении его матери в психушку.
    • В сцене экзорсизма температуру в спальне сильно понизили, чтобы добиться подлинного «ледяного» дыхания. Линда Блэр, которая была всего лишь в легкой рубашке, призналась, что в тот день она даже не могла стоять — настолько было холодно.
    • В спальне повесили 4 кондиционера, и температура была примерно от 1 до 4 градусов ниже нуля. Получилось так, что в воздухе содержалась высокая влажность, в результате комната покрылась тонким слоем инея прямо перед началом съёмок.
    • Зеленая жидкость, которую Риган изрыгает по ходу фильма, на самом деле густой гороховый суп.
    • Стэйси Кич был выбран на роль отца Карраса Уильямом Питером Блетти и оставался утвержденным на роль до тех пор, пока Уильям Фридкин не заметил Джейсона Миллера на одной из постановок Бродвея. Несмотря на то, что Миллер до этого никогда не снимался в кино, на роль был выбран именно он.
    • По словам Уильяма Питера Блетти, Фридкин рассматривал также кандидатуру Джина Хэкмана на роль Отца Карраса.
    • Режиссёр фильма Уильям Фридкин попросил технического советника фильма Преподобного Томаса Бирмингема провести обряд экзорсизма во время съёмок, но он отказался, объясняя это тем, что экзорсизм может только увеличить волнение на площадке. Но Преподобный благословил актёров и съёмочную команду.
    • Просьба режиссёра имела место быть — съёмки преследовали частые неудачи, мистические события. Девять человек, связанных с производством картины, умерли. Однажды, в один из уикендов, сгорели все декорации — причина пожара до сих пор не выяснена. Актёры Джек МакГоуран и Василики Милиарос умерли незадолго до релиза картины.
    • Христианский евангелист Билли Грэхэм заявлял, что в бобины этого фильма вселился настоящий дьявол.
    • После выхода картины лестница, с которой скатывался Отец Каррас, стала знаменитостью Джорджтауна и теперь она зовется «Лестница экзорсиста», состоящая из 75 ступеней, расположенных в конце улицы М-Стрит. Во время съемок каскадеру пришлось два раза катиться с нее, а чтобы в кадре не было видно прохожих, студенты университета за 5 долларов располагали горожан вне пределов камеры.
    • На лестницу пришлось наложить набивку из слоя резины, чтобы снять падение святого отца.
    • В 1990 вышла на экраны пародия на «Изгоняющий дьявола» под названием «Изгоняющий заново», в котором одержимую жертву сыграла вновь Линда Блэр.
    • Уильям Фридкин пригласил для создания шумовых эффектов Гонзало Гавира, после того как оценил его работу в фильме «Крот» (1970).
    • Некоторые моменты в фильме были перемонтированы Уильямом Фридкиным специально для ТВ-версии: — в ТВ-версии у Статуи Непорочной Девы Марии осквернено только лицо (в отличии от крайне непристойной театральной версии); — фразы, содержащие богохульство, также были перемонтированы, причем самим Фридкиным из-за нежелания снова работать с Мерседес МакКэмбридж. Фраза «Твоя мать отсасывает в аду, Каррас, ты, дерьмо неверующее» была заменена на «Твоя мать гниёт в аду», также выражение «Засунь этот крест себе в задницу» была заменена на «Заткни свою пасть».
    • Эта ТВ-версия так и не была показана.
    • Фильм снимали в доме, в котором когда-то жил сам Уильям Питер Блэтти, когда был студентом и учился в университете Джорджтауна.
    • Уильям Питер Блэтти однажды выиграл $10,000 на шоу Гручо Маркса «Ставка — Ваша жизнь». Когда ведущий спросил на что он потратит деньги, Блэтти ответил — «На написание романа» — этим романом оказался «Изгоняющий дьявола», опубликованный в 1971 году и ставший бестселлером.
    • В режиссерской версии фильма выясняется второе имя Риган: Тереза.
    • Медсестру, которая заходит в кабинет доктора Тэни после артериограммы, сыграла мать Линды Блэр Элеонор.
    • Джил Грэйнбо пробовалась на роль Шэрон.
    • Уильям Питер Блэтти сыграл камео: продюсер фильма, в котором играла Крис; он разговаривает с режиссером фильма Бёрком.
    • Имя «Капитан Хоуди» используется в качестве компьютерного имени убийцы в фильме «Стрейнджлэнд» (1998). Сценарий фильма был написан Ди Снайдером, лидером группы «Twisted Sister». В репертуаре данной группы есть песня под названием «Stay Away from Captain Howdy» (альбом «Stay Hungry» 1984 года выпуска).
    • Сцена, где Отец Мэррин спрашивает у Крис второе имя её дочери, была вырезана, однако когда Мэррин проводит изгнание демона из Риган, он произносит полное имя девочки: Риган Тереза МакНэйл.
    • Для исполнения знаменитой сцены «паучьей походки» была приглашена акробатка Линда Р. Хэйгер. Сцена была отснята 11 апреля 1973. Вдоль лестницы натянули проволоку, с помощью которой она скользила, поэтому Хейгер лишь слегка касалась пола изогнутыми под невероятным углом руками и ногами. Сцена была вырезана Фридкиным и не вошла в оригинальную версию картины, поскольку режиссёр посчитал, что она производила слишком сильный эффект в первой половине фильма, в то время как ужас в «Изгоняющем дьявола» должен расти постепенно и достигнуть своего максимума лишь к концу фильма. Вырезанный материал был восстановлен Фридкиным в режиссёрской версии картины.
    • «Паучья походка», которая была вырезана из оригинальной версии фильма, была использована в фильме «Рубин» (1977), а также в некоторых других низкобюджетных фильмах.
    • Сцена, где отец Каррас прослушивает записанную им плёнку, была отснята в помещении Киттинг Холла в иезуитском университете Фордхэм, в Нью-Йорке. Та же самая комната была использована как офис Пентагона при съёмках фильма «Игры разума» (2001).
    • Фридкину для съёмок в Ираке пришлось собрать съёмочную команду, состоящую исключительно из британцев, поскольку на тот момент у США с Ираком не было никаких дипломатических отношений. Ирак дал согласие с условием, что в съёмках примут участие иракские кинематографисты.
    • В Великобритании релиз на видео был задержан на достаточно долгий срок по рекомендациям главного цензора страны Джеймса Фермана. Выход фильма на видео мог состояться в 1988, но снова был отвергнут Ферманом, который в качестве причины привёл ряд случаев издевательств над детьми. Видео релиз состоялся-таки в июне 1999, после того как Ферман ушёл на пенсию.
    • Еженедельник «Entertainment Weekly» назвал «Изгоняющего дьявола» самым страшным фильмом за всю историю кино.
    • В один из первых дней съёмок сцены экзорсизма, полный сквернословия монолог, произнесённый Линдой Блэр, произвёл столь сильное впечатление на Макса Фон Сюдова, что он просто-напросто забыл свой текст.
    • Вдохновение для написания книги Уильям Питер Блэтти нашёл узнав о реальном случае экзорсизма, произошедшем в 1949 году. Писатель, в то время учась в Джорджтаунском университете, прочитал статью Билла Бринкли в газете «Washington Post» (20 августа 1949), в которой говорилось о случае экзорсизма, произошедшим с 13-летним мальчиком на горе Рэйнор, в штате Мэриленд. Отец Альберт Хьюз и Отец Уильям Боурдерн провели обряд экзорсизма из Роланда Доу (вымышленное имя) в январе — апреле 1949 года.
    • Статуя демона «Пазузу» была по ошибке отправлена в Гонг-Конг вместо Ирака.
    • Прокат фильма в 1973 году сопровождался массовой истерией, обмороками зрителей во время просмотров и каретами «скорой помощи», дежурившими около кинотеатров. Случались и более курьезные случаи. Так, один из зрителей во время просмотра упал в обморок и ударился головой о спинку переднего кресла и сломал челюсть. Он подал в суд на Warner Bros., заявив, что на него повлияли «25 кадры», которыми был полон фильм. Студии удалось решить проблему внесудебным способом, заплатив возбужденному киноману некую сумму.
    • В сцене прослушивания аудиозаписей в лаборатории можно заметить висящий плакат с надписью «TASUKETE!», что в переводе с японского означает «Помоги мне!».
    • Знаменитый постер фильма, на котором Отец Мэррин стоит перед домом МакНейлов, заимствует мотивы картины Рене Магритта «Империя света» («L»Empire des lumières»), которую он нарисовал в 1953 году.
    • Для фильма был создан еще один постер — на нем была изображена рука Риган с зажатым окровавленным распятием, которым девочка поранила себя. Ниже шел тэглайн: «Бог, спаси эту девочку!» Фридкин отверг такой постер и заявил, что в тэглайне ни в коем случае не должно быть использовано слово «Бог».
    • Греческая песня, которая звучит по радио, когда Отец Каррас покидает квартиру своей матери, называется «Paramythaki mou», которую исполняет Яннис Калантцис. Спустя несколько лет автор песни Лейтерис Пападопулос, испытывавший материальные трудности, потребовал от создателей фильма некоторую компенсацию за использование его интеллектуальной собственности.
    • Сцена, где мы видим отца Карраса в его комнате в Джорджтауне, была отснята в общежитии для первокурсников в университете Фордхэм, в Нью-Йорке.
    • Чтобы разрядить атмосферу на съёмочной площадке, Уильям Питер Блетти предложил снять для забавы сцену, в которой Отец Мэррин входит в дом, снимает шляпу — и оказывается Гручо Марксом, другом Блетти. Пародия должна была появиться в одном из шоу Гручо Маркса, но в день съемок заболел Уильям Фридкин, и сцену так и не сняли.
    • После фильма Линда Блэр получила огромное количество угроз в свой адрес. Компании Warner Bros. на шесть месяцев пришлось нанять ей телохранителей.
    • Если учесть современную инфляцию, можно сказать, что «Изгоняющий Дьявола» самый кассовый фильм всех времен с рейтингом R.
    • Звуки, которые издаёт демон, покидая тело Риган, на самом деле визги свиньи, отправленной на бойню.
    • Пока Уильям Питер Блетти писал свой роман, он получал пособие по безработице.
    • На маску демона (который появляется в нескольких моментах лишь в режиссёрской версии фильма) Фридкина вдохновил образ из фильма Кането Шиндо «Онибаба» (1964).
    • Фактически с этого фильма началась карьера знаменитого гримера Рика Бейкера. Его нанял на работу в качестве ассистента легендарный гример Дик Смит.
    • В сцене, где одержимая Риган мастурбирует распятием, съёмочная группа прибегла к помощи статиста, а именно когда дочь отталкивает мать с такой силой, что та отлетает к стене. Для постановки этого трюка к ремню вокруг талии актрисы прикрепили тонкий трос, статист располагался на заднем плане и должен был в нужный момент дернуть за него. А вот сцена непосредственно с мастурбацией распятием была полностью сыграна самой Линдой Блэр, по её словам, она полностью осознавала, что она делает и что пытается изобразить.
    • Уильям Питер Блетти создавал персонаж Крис МакНэйл с Ширли МакЛейн, подруги писателя. На этапе подготовки к съёмкам Ширли очень заинтересовалась проектом и хотела, чтобы Лю Грейд спродюсировал фильм, но ее планам не суждено было сбыться.
    • Для фильма были построены три постели, каждую из которых использовали для разных сцен.
    • Отец Дайер был сыгран Преподобным Уильямом О`Мэлли, который до сих пор преподаёт в университете Фордхэм, в Нью-Йорке.
    • Первый тизер фильма, который содержал лишь несколько изображений «белолицего» демона, был запрещен во многих кинотеатрах, поскольку его посчитали «слишком страшным».
    • Линда Блэр повредила спину, когда специальная конструкция, с помощью которой ее разбрасывали по кровати, поломалась.
    • Линда Блэр стала номинантом на премию «Оскар» за «лучшую женскую роль второго плана» ещё до того, как стало известно, что на самом деле демона озвучивала другая актриса (Мерседес МакКэмбридж). По правилам киноакадемии, Линда уже не могла лишиться номинации, но дискуссия о том, что награда должна принадлежать МакКэмбридж, фактически отобрала у Линды все шансы на победу.
    • Достаточно молодым на тот момент был Макс Фон Сюдов, и чтобы стать стареющим, умудренным экзорсистом, ему по несколько часов в день приходилось проводить в кресле гримера.
    • На роль Отца Мэррина студия хотела пригласить Марлона Брандо. Фридкин тут же высказался против, мотивируя тем, что это будет уже не его фильм, а «фильм с Марлоном Брандо».
    • Преподобный Уильям О`Мэлли рассказывал студентам, что примерно на 80% фильм основан на реальных событиях. Он объяснял разницу между событиями в фильме и реальными фактами, например: — на самом деле был одержим мальчик, а не девочка; — случай экзорсизма произошел не в штате Делавэр, а в штате Мэриленд; — цвет «горохового супа» был на самом деле не зелёный. Он заявлял, что и многие другие вещи происходили на самом деле.
    • Сцена в Ираке, с которой начинается фильм — эта последняя отснятая сцена. К съёмкам в Ираке приступили, когда полностью завершили съёмки в США.
    • В документальной ленте, посвященной 25-летию фильма, многие актеры признались, что в некоторых сценах им не приходилось «играть», поскольку во многих эпизодах у актеров подлинная реакция. Например, крик Эллен Берстин, после падения в одной из сцен, был вызван сильным рывком статиста за трос, которым была связана актриса; крик Линды Блэр был естественной реакцией в сцене «подпрыгивания на кровати»; Преподобный Уильям О`Мэлли рассказал, что Фридкин со всего размаха дал ему смачную оплеуху, чтобы снять сцену отпущения грехов отца Карраса, во время которой руки у Отца Дайера тряслись, а голос дрожал и прерывался. Чтобы герой выглядел в кадре испуганным, Фридкин приказывал ассистентам перед командой «Мотор!» выстрелить возле уха актера из ружья или неожиданно включить мрачную музыку через громкоговоритель.
    • Василики Милиарос, сыгравшая мать Отца Карраса, доселе никогда не снималась в кино, ее единственным актерским опытом была греческая театральная сцена. Фридкин познакомился с ней в греческом ресторане и был поражен ее невероятным сходством со своей матерью. Позже Блэтти говорил, что Малиарос похожа и на его мать. Это была её первая и последняя роль в кино; она скончалась в возрасте 90 лет почти за год до премьеры фильма.
    • Джеральдин Пейдж отказалась от роли матери Риган.
    • По графику фильм должен был быть отснят за 85 дней, но длительность съемочного процесса в одних только США составила 224 дня.
    • Знаменитую сцену появления Отца Мэррина в доме МакНейлов Макс Фон Сюдов сыграл в первый же день своей работы над фильмом.
    • Согласно книги Крейга Хамрика «Барнадас и компания: кастинг сериала Мрачные Тени, классики телевидения», Денис Никерсон рассматривалась на роль Риган. Однако, мать, прочитав в сценарии «сцену мастурбации распятием» тут же увела девочку.
    • На самом деле расстояние от окна комнаты Риган до лестницы снаружи намного больше, нежели в фильме — при таком расстоянии невозможно вылететь из окна прямо на лестницу, в связи с чем декораторы добавили дополнительное «поддельное» крыло к дому, поэтому предполагаемое окно Риган выглядит очень близко к лестнице.
    • Актриса Дэна Плато заявляла, что ей предлагали роль Риган, но её мать воспротивилась. Сам Блэтти говорит, что не припомнит ничего подобного, что могло бы подтвердить этот слух.
    • «Изгоняющий Дьявола» последний фильм Ли Дж. Кобб, сыгравшего в нем лейтенанта Киндермана. Актер скоропостижно скончался после съёмок в фильме.
    • В сцене «с зеленой жидкостью» появилась дублерша Линды Блэр Эйлин Дитц. Дик Смит, гример фильма, оснастил контуры лица Дитс небольшими листами плексигласа (органическое стекло), по краям рта и на затылке. Спрятанное сопло было закреплено в полости рта, в котором был также расположен специальный аппарат, с помощью которого «рвота» с большой скорость могла выплеснуться наружу. Заполненные «зеленым веществом» небольшие трубки были вставлены в плексиглас с обеих сторон лица. Это была самая сложная часть конструкции, в связи с чем Дитц не могла толком глотать что-либо и не могла полностью закрыть рот.
    • В отреставрированной режиссёрской версии для написания нескольких музыкальных сэмплов был приглашен композитор Стив Боддекер.
    • Полная версия фильма имеет хронометраж 132 минуты.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В «Версию, которую Вы никогда не видели» добавлено несколько визуальных эффектов: — когда Риган в первый раз приходит к доктору Кляйну, пока она проходит электроэнцефалограмму, она на какое-то мгновение видит «белое» лицо дьявола; — когда отец Каррас видит сон про свою мать, можно заметить вспышку света с тем же лицом дьявола; — когда Крис МакНэйл возвращается домой, она заходит на кухню, затем гаснет свет и, когда свет загорается, можно заметить снова лицо дьявола: на вытяжке над плитой; — перед тем как Крис войдёт в комнату Риган, на двери во весь экран появляется изображение головы статуи демона Пазузу, которую можно увидеть в начале фильма; — затем, когда Крис покидает комнату, на стене, слева от двери, постепенно появляется изображение демона Пазузу в виде горгульи; — в сцене изгнания дьявола, можно вновь заметить появляющееся на мгновение лицо дьявола: на этот раз вместо лица Риган.
    • еще 82 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Эта невероятно популярная американская картина снята по бестселлеру Уильяма Питера Блэтти, который также был продюсером, а ещё выступил в качестве автора сценария, за что и удостоился премии «Оскар» (в девяти остальных номинациях только одна награда Киноакадемии заслуженно досталась мастерам звука). Но всё-таки «Изгоняющий дьявола» получил шумную известность благодаря режиссёру Уильяму Фридкину, который хоть и не был среди первых кандидатов на постановку, однако снискал славу «жестокого мастера» благодаря своему предыдущему фильму, полицейскому триллеру «Французский связной». И пусть на съёмки новой ленты ушло 224 дня вместо запланированных 85-ти, а в процессе работы происходили довольно странные случаи, и девятеро людей из группы, включая двух актёров, умерли за это время (что, впрочем, бывает и на обычных проектах), конечный результат превзошёл все ожидания. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 903 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    I. Его товарищество Страх:

    Страх — одно из самых распространённых человеческих чувств, и самых эксплуатируемых в кинематографе.

    Вот только не надо говорить, что страх в большей степени присущ американским фильмам, так как благополучные жители звёздно-полосатой страны со скуки хотят зрелищ. Это глубокий миф. Что такое страх в первую очередь? Первым на сей вопрос ответил в своих произведениях великий американский писатель и мистик Эдгар Аллан По  — по его мнению, страх — это прежде всего боязнь будущего, притом будущего весьма расплывчатого, если не сказать — неизвестного. Страх зародился не в кинематографе, а в нас самих. Именно он погнал нас создавать искусство, хотя мы тогда ещё и не осознавали, что это — искусство. Древний человек, рисуя на стенах пещеры, просто хотел запечатлеть то, что он узнал, что помнил, что могло напугать его, и он этого ещё не знал, но нарисовал, чтобы понять сущность своего страха. Поскольку США первыми пробились на коммерческой стезе кинематографии, то немудрено догадаться, что тема страха весьма вольготно поселилась именно на почве их фильмов, а уж потом и на почве иностранных фильмов.

    Страх бывает разным. И я хотел бы подразделить его на несколько групп.

    Первая группа — страх ожидания, самая древняя группа темы страха в кинематографе. Этим приёмом пользовались такие мэтры, как Альфред Хичкок («Психо», «Птицы»), Стэнли Кубрик («Сияние»), многие экранизации Стивена Кинга построены по данному принципу («Мизери», «Лангольеры»), не стоит забывать и картину испанца Алехандро Аменабара «Другие». Эти старые, как мир, приёмы до сих пор действенны в умелых режиссёрских руках.

    Вторая группа  — страх происходящего, страх обыденный, и это уже антипод первой группы налицо, совсем новехонький вид страха в кинематографе — его основали Михаэль Ханеке («Скрытое», «Забавные игры»), Ларс фон Триер («Догвилль»), Даррен Аронофски («Реквием по мечте»), Джеймс Ван  («Пила»). Их фильмы шокирующие, прямо бьющие зрителя промеж глаз, да так и оставляющие его с раскрытым ртом.

    Третья группа  — страх пародийный, это больше относится к любителям представить страх в смешном виде, и тут идёт речь о так называемой «обратной эксплуатации» — сиё относится к фильмам таких известных личностей, как Квентин Тарантино («Бешеные псы»), Тим Бёртон («Марс атакует!»), Итан и Джоэл Коэны («Просто кровь»), Сэм Рэйми («Зловещие мертвецы»). В культовости им, как правило, не занимать.

    Четвёртая группа  — страх мистического рода, имеющий корни ещё в глубоком нашем детстве, когда мы боялись практически любого несуществующего на свете. Здесь страх условно можно подразбить на два типа: волшебный («Гарри Поттер») и более взрослый, но тоже с оттенком чего-то из детства («Зелёная миля», допустим).

    Но есть два фильма, не вписывающихся ни в одну из этих категорий по ряду причин: «Сайлент Хилл» (о котором я расскажу позднее, в соответствующей теме) и «Изгоняющий дьявола». Поговорим подробнее о последнем…

    II. Банальность до ужаса:

    Главный вопрос при просмотре этого фильма — как ему удаётся во все времена, начиная с 1973 года (время, заметьте, интересное — между выходами двух первых частей «народного» хита — «Крёстного отца»), пугать зрителей всех типов и видов? В чём его секрет?

    Сюжет фильма поистине представляет из себя мировую банальность: в девочку из разведённой семьи, оставшейся с матерью-актрисой, вселился сам дьявол. Чтобы очистить невинную душу от страданий, мать решается пойти на крайнее средство — вызов экзорциста — изгоняющего дьявола, попросту говоря, очень забубённого священника-католика. В качестве связного между актрисой и экзорцистом выступает некий молодой священник, у которого недавно умерла мать. Собственно говоря, это и есть весь сюжет, если откинуть всякие там второстепенные и малозначительные потому линии.

    Итак, мы выяснили, что оригинальностью здесь не пахнет. Пойдём в расследовании дальше. Если не сюжет, тогда дело наверняка в том, как обставили сюжет. И здесь мы получим-таки золотую медаль за догадливость, ибо режиссёр Уильям Фридкин обставил сюжет на пять с плюсом. Здесь зрителю сразу заявляют, где будет страшно, и зритель это улавливает (есть сходство с «Сайлентом Хиллом» — только там зрителя предупреждала знакомая сирена). Мало того, зрителя всячески подготавливают к неожиданностям, показывая, что в фильме всё будет идти явно по возрастанию темпа и накала событий. Из маленькой девочки в начале фильма к его концу должен проявиться сущий дьявол, не картинный, как во многих нынешних фильмах-однодневках, а настоящий и реальный — отвратительный на вид, пакостный и гадкий на дела, похотливый и сквернословный, ибо дьявол есть все наши грехи.

    Техническая сторона «Изгоняющего дьявола» проявила себя во всей мощи и во всём блеске, особенно для 1970-х годов, когда ещё в моде были «хичкоковские» триллеры. Классические моменты фильма, конечно же, врезались в память зрителям разных поколений — не буду их перечислять здесь, дабы не испортить впечатления от просмотра фильма. Но они поистине стали киноцитатами и кинопримерами для подражания иных, поздних фильмов, последователей.

    Фильм Фридкина невозможно отнести к разряду «хичкоковских», так как в нём отсутствует ожидание страшного, ведь страшное урывками показывают нам, то там, то сям, с каждым кадром всё более и более усиливая впечатление. Строго говоря, я бы сказал, что «Изгоняющий дьявола» — это то удивительное смешение всех четырёх групп страха, вышеперечисленных мною, что покоряет даже самого въедливого и пристально внимательного зрителя.

    Актёрский состав не подкачал, что тоже отрадно, ибо во многих современных триллерах именно актёры гробят весь замысел фильма (достаточно взять актёров всех частей «Пилы»). Но кастинговая компания поработала в данном случае на славу.

    Линда Блэр. Идеальный выбор. Милая девочка с красивыми зубками. Превращение в уродину первой степени поражает все участки мозга, отвечающие за просмотр визуальных картинок. Пожалуй, у неё была одна из самых сложных ролей из всех актёров в этом фильме. Но чисто физически, на мой взгляд.

    Макс фон Сюдов в роли экзорциста — это вообще отдельная статья. Очень тонкая, филигранная игра, отточенная многими нюансами мимики и жестов. Такую игру необходимо видеть. Хотя его герой появляется ближе к концу фильма, он всё же без особого труда приковывает к себе взгляд и ничуть не теряется на фоне колоритного образа героини Линды Блэр.

    Джейсон Миллер в роли преподобного Карраса вполне симпатичен, зритель может сочувствовать ему и переживать за него, хотя он немного трусоват и малодушен.

    Эллен Берстин («Реквием по мечте») в роли матери дьявольской Риган… Что ж, сознаюсь, Берстин — одна из моих любимиц, и мне нравится в любом фильме, так уж повелось. Но всё-таки нельзя не признать, что роль матери — отчаянной, раздавленной и терзающейся сомнениями по поводу любимой дочурки — ей удалась.

    Ну как тут не упомянуть ещё одного моего любимца — славного Ли Джея Кобба («12 разгневанных мужчин», «Золото Макенны»)! Его лейтенант Киндермэн, пожалуй, самый неоднозначный персонаж в фильме. Да, он всего лишь коп, но коп со странностями. Он — наблюдатель, и в дело вмешивается, когда всё уже кончено. Мне кажется, он по-своему сторонник Зла. Этакий добрячок, который только хочет получить автограф у известной кинозвезды. Но эта видимость обманчива. Жаль, что такой интересный образ не полностью раскрыли в фильме. К тому же среди заметных киноработ Кобба эта — последняя в его карьере. Замечательный Кобб и не менее хороший актёр Миллер уже на том свете. Печально.

    Но одно при всех преимуществах «Изгоняющего дьявола» поражает. Какая-то апатичность, абсолютная вялость музыки. В этом направлении, конечно, всесильным остаётся разве что Джон Карпентер со своим хитом «Хэллоуин» (конец 1970-х гг.), да музыка-классика из «Психо» Хичкока. Но Фридкин раз и навсегда упустил шанс прибавить в весе, и этот досадный факт удручает.

    Однако даже эта ложка дёгтя не портит сумасшедшего впечатления при просмотре культового фильма. Он настолько захватывает, интересен не финал, не концовка, а само действие, процесс изгнания дьявола. Не оторваться. А это признак высшего класса кинофильма. Признак шедевра на все времена.


    III. Тотальное отличие «Изгоняющего дьявола» от его современников:

    Нынешние триллеры и ужасы не идут ни в какое сравнение с тогдашними.

    Не стоит смешивать грязный песок с золотом — «Изгоняющий дьявола» отличается от сегодняшних поделок именно тем, что он не манипулирует инстинктами сегодняшнего зрителя, как это зловредно поступают, скажем, Майкл Мур  с его пафосно-изобличительным фильмом «Боулинг для Колумбины», Ларс фон Триер — «Догвилль», толкая политику, или фильмы, давящие на психику и приводящие к абсолютному вымиранию души и равнодушию — джеймсвановские и дарренбоусманские «Пилы».

    «Изгоняющий дьявола» опирается на то, что в 1970-е гг. было вполне обыденным явлением — религию, католичество, одну из ветвей христианства. При этом он не изгаляется над религией, не извращает её понятия, а напротив, ставит её в центр разрешения конфликта. Душевного конфликта.

    Вердикт:

    Имеющий глаза да увидит. Имеющий душу да поймёт…

    1 июля 2007 | 23:42

    Книга Уильяма Питера Блэтти про одержимую девочку Риган, её мать Крис и священника Дэмьена Карраса пропитана печальной безысходностью, страхом и неизбежностью злого рока. Это не типичный ужастик, к каким мы привыкли, а жизненная история с полудетективным уклоном, ставящая на кон философские вопросы о том, есть ли Бог, что такое вера, как встретиться с бедой, сколь велики мудрость и хитрость Зла и, главное, насколько мы готовы взглянуть правде в глаза, тем более если правда — наши грехи. Фильм хорошо отображает все основные события книги, и если в романе акцент ставился на чувствах матери и расследовании таинственного убийства, а также на бесплодных попытках доказать у Риган отсутствие одержимости, то картина чуть более сжато передаёт основной смысл, но оставляет те же ощущения, что возникали при прочтении.

    Мы далеко не сразу приступаем к лицезрению обряда изгнания, так как эта история на деле является завораживающим рассказом о болезни, о всех её стадиях. Правда, болезнь у каждого своя. Если Риган суждено бороться с нечистой силой, то остальным предстоит столкнуться с собственными страхами, сомнениями, испытанием веры и духа. Жуткие предзнаменования, первые признаки нездоровья девочки, тоска по матери у священника — всё потихоньку подталкивает нас к неизбежному, непоправимому.

    «Изгоняющий дьявола» не пытается походить на стандартный хоррор, который, в свою очередь, стремится поразить скорее глаза и мозг. «Изгоняющий дьявола» поражает в первую очередь сердце, ударяет по больному, вскрывает нарывы, но делает это очень медленно и осторожно. Через мучения героев мы узнаём себя, через их чувства прослеживаем путь к собственным метаниям. Этим и близок фильм своему зрителю — почти интимным единением с сокровенными чертогами личного кошмара. Кошмара, который живёт внутри каждого из нас. Кошмара, которым мы сами одержимы.

    9 из 10

    26 мая 2015 | 00:44

    Безусловно этот фильм не зря возглавляет многие хит-парады самых страшных фильмов ужасов. Эта картина, по моему мнению, стала отправной точкой в кинематографе для снятых впоследствии других фильмов на тему экзорцизма. Именно на тему экзорцизма, обряда изгнания духа, а не мистики в целом.

    Не могу не отметить, что ни в одном другом фильме процесс, или лучше и правильнее назвать обряд изгнания дьявола, не был так детально показан. В этом фильме показана именно причина, а не следствие процесса. Именно динамика превращения некогда молодого здорового ребенка в существо, имя которого назвать в кино побоялись. Это и отличает картину от других фильмов в этом жанре.

    В этом кино имеет место быть то, благодаря чему фильм будет всегда актуален и интересен, и 27 лет назад, и сейчас. Это религия — та совокупность духовных и материальных ценностей человека и общества в целом, которая уже веками будоражит сердца и мысли миллионов людей. А все потому, что мы соприкасаемся с ней, и это не зависит от того верит человек свято или же он атеист на сто процентов.

    В фильме мать Регин, девочки, одержимой духом, тоже до последнего не верила в возможность вмешивания высших сил в обыденную жизнью, но когда все привычные методы оказались бессмысленны и безрезультатны, то у нее не осталось выбора, кроме как прибегнуть к помощи церкви и священника. Можно говорить что безысходность и стала тем оплотом, благодаря которому она поверила, нашла в себе силы поверить в иррациональную сущность болезни своей дочери.

    В фильме видим мы так же и страх. Страх святого отца, матери, самой девочки в конце концов. Страх первобытный, не поддающийся объяснению, поскольку были сломлены все старые стереотипы, которыми эти люди жили долгими годами. Выбор уже был не веришь ты или нет, а веришь, либо умрешь!

    Фильм преподносит религию в очень правильном свете. Никакой пропаганды, не навязывает, не заставляет, не принуждает верить, мол вот что может случиться если вы не верующий. Наоборот, картина показывает что не важно верите ли вы или нет, важно что верят в вас! Именно это и было показано в конце, как следствие всего происходящего в течение всего кино!

    И режиссер, успешно все это проанализировав и правильно истолковав, без каких-либо приукрас, сокрытий и оговорок преподнес на всеобщее обозрение очень толковый триллер на религиозную тему в котором сочетается все что нужно для неимоверного успеха картины. Помимо замечательного сюжета, раскрывшего тему экзорцизма и вообще вопроса религии и веры полностью, присутствует очень напряженная атмосфера на протяжении всего фильма. К актерам никаких претензий нет, выложились на все сто! Звуковое сопровождение выше всяких похвал, на протяжении просмотра не докучает, не заглушает голоса людей, в общем не мешает просмотру. Но одновременно с этим нагнетает эту самую неповторимую пугающую атмосферу… Спецэффекты для 1973 года выполнены на 200%, один лишь только поворот головы на 180 градусов чего стоит.

    В итоге получаем очень эффектный в плане просмотра хоррор, и одновременно очень эффективную для размышлений драму.

    Касаемо оценки фильму, поставить что-то, кроме десятки не могу.

    10 из 10

    28 марта 2010 | 04:14

    «Изгоняющий дьявола» по-настоящему классика мирового кинематографа в своём жанре. Где бы я не читала списки, рейтинги фильмов ужасов, везде неизменно меня преследовало словосочетание — изгоняющий дьявола или более «пафосно» — экзорцист. И везде писали, что просто неимоверно страшный фильм и всё прочее ему и в подмётки не годится. Ну как-то несколько месяцев назад я решилась его посмотреть. Настроение было плохое, смотрела от скуки и нечего делать, в итоге просмотрев минут пять я это дело бросила поставив жирную точку на этом фильме. А на днях наткнулась на популярную сетевую игру, угадай фильм по кадру. И там было изображено лицо Риган, когда в неё уже вселился дьявол. Сразу вспомнился интернет-скример. Впечатлило, решила повторить попытку.

    Есть такой разряд фильмов, после которых в голову всплывает одна единственная фраза: «Потратила впустую n-ое кол-во минут жизни на вот эту чепуху!». И подавляющее большинство фильмов таковыми и являются, как это не прискорбно. Найти по-настоящему стоящий фильм ужасов трудно, хотя их сейчас столько наснимали, что казалось бы, их там должно быть неимоверно много. Однако, хорошим оказывается один из двадцати. «Изгоняющий дьявола» оказался тем самым фильмом, который стоит нескольких десятков других однотипных ужастиков.

    В нём есть одна особенность. Как бы глупо это не звучало, он страшный, но при этом совсем не страшный. В нём нету выпрыгивающих морд, безумного кол-ва крови, короче говоря всего того, с помощью чего сейчас пугают публику современными ужасами. После просмотра фильма отсутствует тот безудержный страх. Не испытываешь паники при заходе в малоосвещённое помещение и не шарахаешься от малейшего сквозняка, шороха, нет. Но несмотря на всё это, не носит Земля такого человека который бы спокойно отреагировал на изуродованное лицо девочки или на знаменитую «паучью походку» Риган, какие бы стальные нервы не были у человека. Я пересмотрела чудовищное кол-во фильмов и казалось бы, ну всё,ну не снять уже такого фильма, которого я бы испугалась, но, при просмотре этой картины мурашки бежали пот телу. Весь тот драматизм и трагедия наполняет фильм леденящим ужасом.

    Нельзя не отметить первоклассную игру актёров. Каждый актёр вжился в своего персонажа и натуральным образом показал все эмоции: переживания матери Риган, которая осознавала и видела тот кошмар, что происходил с доченькой, сама Линда Блэр, будучи маленькой девочкой, справилась с по истине трудной ролью и даже местами не самой приличной.

    В общем, Есть в нём что-то мистическое, пугающее. назвать этот фильм — ужасом, не поворачивается язык, но и сказать, что это драма тоже нельзя.

    16 июля 2012 | 18:55

    Преамбула.

    Всякий раз, как речь заходит об «Изгоняющем дьявола» мнения полярно делятся на две части — «фильм хорош» и «ничего особенного». Это чрезвычайно интересно, и требует особого внимания. Хорошим фильм считают люди, любящие кино, как оно есть, любящие и старые, и новые ленты, если они действительно достойны. Фильмом ни о чём, безделицей жанра ужасов и просто маст-си-из-вежливости картиной его считают любители пощекотать себе нервы. Они совершенно справедливо признаются, что жути этот фильм не нагоняет, а навевает тоску и смех одновременно.

    Немного о страхах и киноиндустрии.

    Важно заметить здесь, что страх также можно категорировать. И в этом плане современное кино куда как более пугающе по причине того, что кино превращается в кухню — создатель знает от чего именно, в какой момент и при каком звуковом сопровождении вы будете бояться. Он апеллирует к вашему современному и инстинктивному страху.

    Страх же, который вызывает «Изгоняющий дьявола» — страх интеллектуальный. Это страх, пропущенный через призму западной культуры, взращённой христианством, через призму личностного понимания вопросов мироздания, жизни и смерти.

    Страх первого типа более простой для осознания и более оскорбительный для зрителя. Я считаю, что современные фильмы ужасов унижают зрителя своим беспардонным к его умственным способностям отношением. Современный фильм расскажет вам что, откуда, как, кто поможет, что с этим можно сделать. Он призовёт какие-то силы, предложит амулеты и сильные колдовства. В любом случае, даже если не будет хэппи-энда, у зрителя не будет и вопросов.

    Почему я люблю его.

    «Изгоняющий дьявола» уникален тем, что ставит открытые вопросы на такую странную и сомнительную тему, как присутствие потустороннего в нашем мире. Что, кроме этого, я люблю в «Изгоняющем дьявола» — это его гуманистическое начало. Одержать верх над демоном удаётся не священнику, не книге и не святой воде, побеждает его, пусть и умирая телесно в итоге, человек, целью которого является спасение жизни ребенка. И тем более замечателен фильм в плане логического рассуждения, что борьба человека с демоном приобретает новую грань, учитывая, что за человеком ничего и никого нет. Демон, как форма зла, проявлен физически в фильме. Он совершенно точно существует и не является производством рук человека. А глобальное добро никак в фильме не проявлено. Все формы божественного присутствия — ритуал, Библия, распятие, святая вода — атрибуты рукотворные. Им придана сила только человеком и только человек способен победить зло.

    Разве не замечательная мораль для фильма ужасов?

    4 августа 2013 | 23:29

    Мрачный, тяжелый, атмосферный фильм с отвратительными сценами и невероятно харизматичными актерами. Бесспорно лучший фильм ужасов семидесятых, и один из лучших за всю историю «хоррор-кино».

    Фильм тесно связан с религиозными аспектами и это еще один +. Вера в Господа преподносится как единственное спасение, и эта истина пропитывает каждый кадр. Картина действительно страшная. Богохульные моменты конечно нельзя одобрить, но… они здесь присутствуют с лихвой. Смотреть фильм желательно в одиночестве, без шумной компании способной испортить впечатления.

    Музыкальное сопровождение на долго запоминается и не выходит из головы. Что насчет обряда экзорцизма, — шокирует и завораживает. Борьба сил добра и зла просто грандиозна. Ужасные мучения Риган не оставят равнодушным никого. Глядя на все конвульсии и выгибания одержимой, становится жутко и холодно, — удивляешся, что изо рта не валит пар, как у главных героев.

    Прочитав одноименный роман Уильяма Питера Блэтти, пришел к выводу, что наконец-то нашел редкий случай, когда фильм не хуже, а возможно и лучше первоисточника.

    Все актеры отыграли великолепно. Кроме Линды Блэр, выделю пожалуй Эллен Берстин-потрясающая игра и харизма.

    В общем, выражая благодарность всем создателям фильма, безоговорочно:

    10 из 10

    6 ноября 2011 | 17:55

    Наконец-то дошли руки (или глаза?) посмотреть «Экзорсиста». Выключила свет. 12 ночи. И я в предвкушении бояться. Но нет, не удалось. Вместо страха меня охватила скука, а местами даже откровенный смех.

    На мой взгляд, два часа просто ни о чем. Притом, что я смотрела режиссерскую версию, которая обещала быть намного страшнее и и более впечатляющей, чем оригинальная.

    Итак, девочка. Как задумывалось, в нее вселились «демоны», из-за чего менялась её внешность, голос, состояние… Её кровать шаталась, а саму девочку подбрасывало вверх, в стороны. Она вдруг стала ругаться матом и откровенно предлагать интимную близость всем подряд. Собственно, всё. И хотите сказать, этого надо бояться? Бросьте, кроме широкой улыбки это ничего не вызывает, честное слово.

    А эти временами появлявшиеся картинки, подобные 25 кадру, изображали, как я поняла, «тех самых демонов»? Вот они уж точно не заставляли забираться в страхе под стол.

    А сам «Изгоняющий дьявола» священник произвел впечатление какого-то беззащитного человека, которого хотелось постоянно пожалеть за его слабости и страдания.

    В общем, плохо, плохо и еще раз плохо. Это не фильм ужасов, господа. Это плохой закос под него. Рекомендую смотреть тем, у кого проблемы со сном, ибо начав смотреть, уже через 15 минут погрузитесь в царство Морфея.

    2 из 10

    и то только за то, что была возможность хотя бы посмеяться.

    13 ноября 2010 | 02:19

    На днях я всё-таки решил ознакомиться с легендарной картиной в жанре ужасов — Изгоняющий Дьявола. И одно могу сказать точно — так меня не пугал ещё не один фильм.

    Но начать хотелось бы именно с драматической части фильма, так как она на высоте. К матери Риган проникаешься таким искренним чувством жалости, что ничего кроме восхищения игрой Эллен Бёрстин испытывать невозможно. Настолько натурально и искренне показать душевную боль матери, которая видит, что с её ребенком происходит нечто страшное, дано далеко не каждой талантливой актрисе.

    И именно благодаря драматической составляющей фильма, картина приобретает совершенно уникальную атмосферу. Это атмосфера настоящего ужаса, настоящей паники и настоящего страха. И я даже не удивляюсь тому, что в 1973 году от просмотра этого фильма люди падали в обморок — у меня и у самого перед глазами поплыли черные круги во время знаменитой сцены с «паучьей походкой» Риган. А ведь мои нервы крепко закалены различными современными фильмами ужасов с обилием спецэффектов и расчленёнки. Тут всё дело именно в атмосфере — ты невольно начинаешь проецировать подобную ситуацию на себя и своих близких (так как снято всё до ужаса реалистично), и становится по-настоящему страшно.

    Единственный фильм, после которого мне было не заснуть ночью.

    10 из 10

    9 июля 2011 | 12:27

    Ну пересказывать краткий сюжет не буду, уже по названию смысл немного предсказуем: в кого-то вселился Дьявол, а кто-то будет этого Дьявола изгонять. Другое дело, что есть масса всевозможных фильмов про дьявольские происки, экзорцизм и бесогон, которые тоже в чем то пугают. Но не так, как этот. Клянусь честью, эффект велик.

    Во-первых, хотелось бы сказать, что, по-моему, те люди, которые говорят, что «Изгоняющий дьявола» — это нестрашный фильм, лукавят. Потому что даже скептически настроенные личности, с которыми мне довелось смотреть фильм, испытывали буквально животных страх во время некоторых особо жутких сцен. Хоть внешне они и смеялись, и цокали, и утомленно вздыхали от якобы абсурдности происходящего в картине, но я то приметила, что, например, в сцене с летающими по комнате предметами под аккомпанемент громкого сатанинского смеха, все притихли.

    Во-вторых, в фильме есть всё: и жизнь, и слезы, и любовь, и вращение головой на 360 градусов. И сюжет крепенький, и актеры хороши, и финал не смазанный. Все фильмы, которые снимались после «ИД», затрагивающие тему одержимости — это лишь копии копий копий, потому как уже все сказано в далеком 1973. В теперешних фильмах почти весь страх строится на внезапном БУУУ! из-за угла, а в «ИД» нет ни одного такого БУУУ!, но от этого его пугающая сила нисколько не умаляется, а наоборот увеличивается, мол, Дьявол тут с вами не в игрушки играет, ему незачем из-под шкафа выныривать, он и так великий и ужасный, и убивает людей, и ему за это ничего не будет.

    В-третьих, можно верить и не верить в Дьявола, ему вашей верой\неверием не шубу шить. Есть он или нет — это выяснит каждый, когда умрет. Но лучше никого не искушать своей чрезмерной самоуверенностью. Мало ли? Никто пока еще не опроверг существование потустороннего мира и не нам с вами оспаривать его существование. Так что высказывания вроде «Фи, какая муть. Дьявола нет, фильм — наиковарнейшая ложь, я не напуган» — несуразные по своей природе. В таком случае, господа хорошие, вам вообще противопоказаны всякие фильмы, кроме документальных. Потому как везде есть художественный вымысел, который является ложью и чьей-то дикой фантазией.

    Подводя итоги, скажу, что фильм очень даже хороший, носит ранг культового, не раз спародирован, собрал какую то бешеную по тем временам кассу, были какие то загадочные смерти людей, работавших над этим фильмом (на сколько мне известно, 9 человек скончались от разнообразных, непременно несчастных, случаев), входит в список 250 лучших случаев по версии IMDb, номинант на «оскары» (два таки взял) и прочая, прочая, прочая…

    9,5 из 10

    1 марта 2013 | 22:59

    Слоган фильма: никто этого не ждал, никто в это не верил, и никто не мог это остановить. Единственная надежда на ЭКЗОРЦИСТА. Вот и весь фильм, в целом. Больше ничего знать и не нужно.

    Как-то давно, болея бронхитом, в 16 лет (я тогда ещё питала большой интерес к фильмам ужасов), решила посмотреть, что это вообще за фильм, который в топах занимает высокие места, в категории ужастиков. Вдобавок, фильм оскароносный за лучший сценарий, и получивший Глобус за звук, драму, режиссёра и женскую роль самой «одержимой»,а её лицо стало неким клише. Не буду врать, но пол фильма я зевала, а вторую половину я ела свои фирменные спагетти.

    Во-первых, не страшно. И дело не в том, что я какой-либо закалки, насмотревшаяся фильмы данного жанра, или недостаточно вникала в фильм, нет. Естественно, если вжиться в ситуацию, то она чудовищна, но это можно сказать о любом фильме, что вовсе не оправдывает и не спасает его рейтинг. Но, наверно, для молодёжи 1973-его года он действительно оказался самым страшным за всю историю кинематографа. Тем, кто пугается собственной тени, конечно, девочка будет сниться в кошмарах, но привыкаешь достаточно быстро к отталкивающему лицу.

    Во вторых, растянуто. Продолжительность фильма 2 часа, и поэтому становится нудно наблюдать за всеми попытками изгнать, собственно, беса (если взять существование дьявола за рабочую теорию, то мне не кажется, что ему интересно вселяться в смертных и мучать их, а изгоняют всегда почему-то именно дьявола).

    Единственное, что страшное, так это атмосфера, и сама история. Т. к. по стандартам фильм ужаса он должен ужасать, а ничего подобного не получилось, я ставлю 6 из 10.

    В общем, культового фильма не вышло, хоть тема изгнания злой субстанции из детей стала. Конечно, многие со мной не согласятся, но я видела фильмы куда более страшнее.

    5 июля 2011 | 20:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>