всё о любом фильме:

Изгоняющий дьявола

The Exorcist
год
страна
слоган«Самый страшный фильм всех времен»
режиссерУильям Фридкин
сценарийУильям Питер Блэтти
продюсерУильям Питер Блэтти, Ноэль Маршалл, Дэвид Салвен
операторОуэн Ройзман
художникБилл Мэлли, Джон Роберт Ллойд, Джозеф Фретвелл III, ...
монтажНорман Гэй, Ивэн А. Лоттман
жанр ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  110.6 млн,    Великобритания  8.3 млн,    Бразилия  8.11 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время122 мин. / 02:02
Номинации (3):
В семью известной актрисы приходит беда — ее несовершеннолетняя дочь начинает вести себя неадекватным образом. Мать полагает, что это следствие ее личной трагедии, врачи подозревают психическое заболевание и не в силах поставить диагноз. Специально приглашенный священник подозревает, что девочка одержима дьяволом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
58 + 9 = 67
8.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist, 1971).
    • На роль Крис, матери Реган, которая в итоге досталась Эллен Берстин, претендовали Джейн Фонда и Ширли Маклейн.
    • Эллен Берстин согласилась сниматься в фильме, при условии, что её героиня не будет произносить фразу: «Я верю в дьявола!», как это требовалось по сценарию. Продюсеры согласились и решили убрать данное высказывание.
    • Джону Бурману предлагали поставить фильм, но он отказался, мотивируя тем, что не хочет снимать такую жестокую историю про ребенка. Однако, режиссер принял предложение поставить сиквел: «Изгоняющий дьявола 2» (1977).
    • Мерседес МакКэмбридж, которая озвучивала демона, подавала в суд на студию Warner Bros. за то, что её имени не оказалось в титрах.
    • Джейн Фонда и Ширли МакЛэйн были среди претенденток на роль Крис МакНэйл. Одри Хепберн согласилась бы исполнить роль, если съемки проходили бы в Риме. Энн Бэнкрофт также могла сыграть Крис, но «осталась за бортом», поскольку была на первом месяце беременности.
    • Вариант музыкального сопровождения Лало Шифрина был отклонён (его можно услышать в фильме «Ужас Эмитивиля» (1979)). Режиссёр фильма Уильям Фридкин позднее признался, что, услышь он музыку группы Tangerine Dream раньше, то пригласил бы именно их для написания музыки к «Изгоняющему дьявола». Tangerine Dream (в состав которой в разное время входили Кристофер Франке, Пол Хаслингер, Эдгар Фроиз, Питер Бауман, Йонас Шмоллинг и Ральф Вейдфул) написали музыку к следующему фильму Фридкина «Колдун» (1977).
    • Агентство, представлявшее интересы Линды Блэр, не порекомендовало её на роль Риган, предложив взамен более 30 других юных актрис. В результате, лишь вмешательство матери девочки позволило разрешить проблему.
    • Стэнли Кубрик хотел поставить фильм, но только при условии, чтобы он стал ещё и одним из сопродюсеров. Владельцы студии забеспокоились, что Кубрик может выйти за пределы бюджета и графика съемок, поэтому наняли в качестве режиссёра Марка Райделла. Однако, Блетти (сценарист фильма и автор книги) настаивал на Уильяме Фридкине. После тупика, к которому студия пришла с Райделлом, Блетти в конечном счете получил своё.
    • Съемочный процесс: 14 августа 1972 — 20 июля 1973
    • В сентябре 2000 года в широкий прокат вышла отреставрированная версия фильма, в которую вошли 11 дополнительных минут; фильм рекламировали как «Версию, которую вы никогда не видели». Реставрация фильма обошлась в $1 млн. Новая версия собрала в первый уик-энд $8,1 млн. и за три месяца проката получила $39,6 млн.
    • «Белое» лицо дьявола, появляющееся в некоторых сценах режиссерской версии — это загримированное лицо актрисы Эйлин Дитц.
    • Эллен Берстин повредила позвоночник в сцене, когда Риган с силой отбросывает Крис в сторону. На Берстин был закреплен специальный трос, за который по команде режиссёра должен был дернуть статист. В одном из дублей статист дернул так сильно, что актриса ударилась о пол и закричала от боли в копчике. Фридкин сразу же навел на нее камеру и завершил сцену эффектным крупным планом.
    • В «Версии, которую Вы никогда не видели» цифровым способом было добавлено пальто на Крис МакНэйл в сцене, где Мэррин и Каррас идут изгонять демона. В оригинальной версии это было явным киноляпом: в этой сцене Крис была в пальто, а через пару секунд уже без него.
    • Киностудия Warner Bros. предлагала поставить фильм следующим режиссёрам: — Артуру Пенну — отказался, т. к. на тот момент преподавал в Йейле; — Питеру Богдановичу — хотел сначала закончить другие проекты; позже сожалел о своём решении); — Майку Николсу — не хотел снимать фильм, который целиком зависит от актерской игры ребенка; — Марку Райделлу.
    • Место, где ведутся археологические раскопки в фильме, это не декорации, а реально существующая местность в древнем парфянском городе Хатра в Северном Ираке.
    • Первая сцена, которая была отснята: когда Отец Каррас идет по коридору психбольницы, взволнованно разговаривая со своим дядей о заключении его матери в психушку.
    • В сцене экзорсизма температуру в спальне сильно понизили, чтобы добиться подлинного «ледяного» дыхания. Линда Блэр, которая была всего лишь в легкой рубашке, призналась, что в тот день она даже не могла стоять — настолько было холодно.
    • В спальне повесили 4 кондиционера, и температура была примерно от 1 до 4 градусов ниже нуля. Получилось так, что в воздухе содержалась высокая влажность, в результате комната покрылась тонким слоем инея прямо перед началом съёмок.
    • Зеленая жидкость, которую Риган изрыгает по ходу фильма, на самом деле густой гороховый суп.
    • Стэйси Кич был выбран на роль отца Карраса Уильямом Питером Блетти и оставался утвержденным на роль до тех пор, пока Уильям Фридкин не заметил Джейсона Миллера на одной из постановок Бродвея. Несмотря на то, что Миллер до этого никогда не снимался в кино, на роль был выбран именно он.
    • По словам Уильяма Питера Блетти, Фридкин рассматривал также кандидатуру Джина Хэкмана на роль Отца Карраса.
    • Режиссёр фильма Уильям Фридкин попросил технического советника фильма Преподобного Томаса Бирмингема провести обряд экзорсизма во время съёмок, но он отказался, объясняя это тем, что экзорсизм может только увеличить волнение на площадке. Но Преподобный благословил актёров и съёмочную команду.
    • Просьба режиссёра имела место быть — съёмки преследовали частые неудачи, мистические события. Девять человек, связанных с производством картины, умерли. Однажды, в один из уикендов, сгорели все декорации — причина пожара до сих пор не выяснена. Актёры Джек МакГоуран и Василики Милиарос умерли незадолго до релиза картины.
    • Христианский евангелист Билли Грэхэм заявлял, что в бобины этого фильма вселился настоящий дьявол.
    • После выхода картины лестница, с которой скатывался Отец Каррас, стала знаменитостью Джорджтауна и теперь она зовется «Лестница экзорсиста», состоящая из 75 ступеней, расположенных в конце улицы М-Стрит. Во время съемок каскадеру пришлось два раза катиться с нее, а чтобы в кадре не было видно прохожих, студенты университета за 5 долларов располагали горожан вне пределов камеры.
    • На лестницу пришлось наложить набивку из слоя резины, чтобы снять падение святого отца.
    • В 1990 вышла на экраны пародия на «Изгоняющий дьявола» под названием «Изгоняющий заново», в котором одержимую жертву сыграла вновь Линда Блэр.
    • Уильям Фридкин пригласил для создания шумовых эффектов Гонзало Гавира, после того как оценил его работу в фильме «Крот» (1970).
    • Некоторые моменты в фильме были перемонтированы Уильямом Фридкиным специально для ТВ-версии: — в ТВ-версии у Статуи Непорочной Девы Марии осквернено только лицо (в отличии от крайне непристойной театральной версии); — фразы, содержащие богохульство, также были перемонтированы, причем самим Фридкиным из-за нежелания снова работать с Мерседес МакКэмбридж. Фраза «Твоя мать отсасывает в аду, Каррас, ты, дерьмо неверующее» была заменена на «Твоя мать гниёт в аду», также выражение «Засунь этот крест себе в задницу» была заменена на «Заткни свою пасть».
    • Эта ТВ-версия так и не была показана.
    • Фильм снимали в доме, в котором когда-то жил сам Уильям Питер Блэтти, когда был студентом и учился в университете Джорджтауна.
    • Уильям Питер Блэтти однажды выиграл $10,000 на шоу Гручо Маркса «Ставка — Ваша жизнь». Когда ведущий спросил на что он потратит деньги, Блэтти ответил — «На написание романа» — этим романом оказался «Изгоняющий дьявола», опубликованный в 1971 году и ставший бестселлером.
    • В режиссерской версии фильма выясняется второе имя Риган: Тереза.
    • Медсестру, которая заходит в кабинет доктора Тэни после артериограммы, сыграла мать Линды Блэр Элеонор.
    • Джил Грэйнбо пробовалась на роль Шэрон.
    • Уильям Питер Блэтти сыграл камео: продюсер фильма, в котором играла Крис; он разговаривает с режиссером фильма Бёрком.
    • Имя «Капитан Хоуди» используется в качестве компьютерного имени убийцы в фильме «Стрейнджлэнд» (1998). Сценарий фильма был написан Ди Снайдером, лидером группы «Twisted Sister». В репертуаре данной группы есть песня под названием «Stay Away from Captain Howdy» (альбом «Stay Hungry» 1984 года выпуска).
    • Сцена, где Отец Мэррин спрашивает у Крис второе имя её дочери, была вырезана, однако когда Мэррин проводит изгнание демона из Риган, он произносит полное имя девочки: Риган Тереза МакНэйл.
    • Для исполнения знаменитой сцены «паучьей походки» была приглашена акробатка Линда Р. Хэйгер. Сцена была отснята 11 апреля 1973. Вдоль лестницы натянули проволоку, с помощью которой она скользила, поэтому Хейгер лишь слегка касалась пола изогнутыми под невероятным углом руками и ногами. Сцена была вырезана Фридкиным и не вошла в оригинальную версию картины, поскольку режиссёр посчитал, что она производила слишком сильный эффект в первой половине фильма, в то время как ужас в «Изгоняющем дьявола» должен расти постепенно и достигнуть своего максимума лишь к концу фильма. Вырезанный материал был восстановлен Фридкиным в режиссёрской версии картины.
    • «Паучья походка», которая была вырезана из оригинальной версии фильма, была использована в фильме «Рубин» (1977), а также в некоторых других низкобюджетных фильмах.
    • Сцена, где отец Каррас прослушивает записанную им плёнку, была отснята в помещении Киттинг Холла в иезуитском университете Фордхэм, в Нью-Йорке. Та же самая комната была использована как офис Пентагона при съёмках фильма «Игры разума» (2001).
    • Фридкину для съёмок в Ираке пришлось собрать съёмочную команду, состоящую исключительно из британцев, поскольку на тот момент у США с Ираком не было никаких дипломатических отношений. Ирак дал согласие с условием, что в съёмках примут участие иракские кинематографисты.
    • В Великобритании релиз на видео был задержан на достаточно долгий срок по рекомендациям главного цензора страны Джеймса Фермана. Выход фильма на видео мог состояться в 1988, но снова был отвергнут Ферманом, который в качестве причины привёл ряд случаев издевательств над детьми. Видео релиз состоялся-таки в июне 1999, после того как Ферман ушёл на пенсию.
    • Еженедельник «Entertainment Weekly» назвал «Изгоняющего дьявола» самым страшным фильмом за всю историю кино.
    • В один из первых дней съёмок сцены экзорсизма, полный сквернословия монолог, произнесённый Линдой Блэр, произвёл столь сильное впечатление на Макса Фон Сюдова, что он просто-напросто забыл свой текст.
    • Вдохновение для написания книги Уильям Питер Блэтти нашёл узнав о реальном случае экзорсизма, произошедшем в 1949 году. Писатель, в то время учась в Джорджтаунском университете, прочитал статью Билла Бринкли в газете «Washington Post» (20 августа 1949), в которой говорилось о случае экзорсизма, произошедшим с 13-летним мальчиком на горе Рэйнор, в штате Мэриленд. Отец Альберт Хьюз и Отец Уильям Боурдерн провели обряд экзорсизма из Роланда Доу (вымышленное имя) в январе — апреле 1949 года.
    • Статуя демона «Пазузу» была по ошибке отправлена в Гонг-Конг вместо Ирака.
    • Прокат фильма в 1973 году сопровождался массовой истерией, обмороками зрителей во время просмотров и каретами «скорой помощи», дежурившими около кинотеатров. Случались и более курьезные случаи. Так, один из зрителей во время просмотра упал в обморок и ударился головой о спинку переднего кресла и сломал челюсть. Он подал в суд на Warner Bros., заявив, что на него повлияли «25 кадры», которыми был полон фильм. Студии удалось решить проблему внесудебным способом, заплатив возбужденному киноману некую сумму.
    • В сцене прослушивания аудиозаписей в лаборатории можно заметить висящий плакат с надписью «TASUKETE!», что в переводе с японского означает «Помоги мне!».
    • Знаменитый постер фильма, на котором Отец Мэррин стоит перед домом МакНейлов, заимствует мотивы картины Рене Магритта «Империя света» («L»Empire des lumières»), которую он нарисовал в 1953 году.
    • Для фильма был создан еще один постер — на нем была изображена рука Риган с зажатым окровавленным распятием, которым девочка поранила себя. Ниже шел тэглайн: «Бог, спаси эту девочку!» Фридкин отверг такой постер и заявил, что в тэглайне ни в коем случае не должно быть использовано слово «Бог».
    • Греческая песня, которая звучит по радио, когда Отец Каррас покидает квартиру своей матери, называется «Paramythaki mou», которую исполняет Яннис Калантцис. Спустя несколько лет автор песни Лейтерис Пападопулос, испытывавший материальные трудности, потребовал от создателей фильма некоторую компенсацию за использование его интеллектуальной собственности.
    • Сцена, где мы видим отца Карраса в его комнате в Джорджтауне, была отснята в общежитии для первокурсников в университете Фордхэм, в Нью-Йорке.
    • Чтобы разрядить атмосферу на съёмочной площадке, Уильям Питер Блетти предложил снять для забавы сцену, в которой Отец Мэррин входит в дом, снимает шляпу — и оказывается Гручо Марксом, другом Блетти. Пародия должна была появиться в одном из шоу Гручо Маркса, но в день съемок заболел Уильям Фридкин, и сцену так и не сняли.
    • После фильма Линда Блэр получила огромное количество угроз в свой адрес. Компании Warner Bros. на шесть месяцев пришлось нанять ей телохранителей.
    • Если учесть современную инфляцию, можно сказать, что «Изгоняющий Дьявола» самый кассовый фильм всех времен с рейтингом R.
    • Звуки, которые издаёт демон, покидая тело Риган, на самом деле визги свиньи, отправленной на бойню.
    • Пока Уильям Питер Блетти писал свой роман, он получал пособие по безработице.
    • На маску демона (который появляется в нескольких моментах лишь в режиссёрской версии фильма) Фридкина вдохновил образ из фильма Кането Шиндо «Онибаба» (1964).
    • Фактически с этого фильма началась карьера знаменитого гримера Рика Бейкера. Его нанял на работу в качестве ассистента легендарный гример Дик Смит.
    • В сцене, где одержимая Риган мастурбирует распятием, съёмочная группа прибегла к помощи статиста, а именно когда дочь отталкивает мать с такой силой, что та отлетает к стене. Для постановки этого трюка к ремню вокруг талии актрисы прикрепили тонкий трос, статист располагался на заднем плане и должен был в нужный момент дернуть за него. А вот сцена непосредственно с мастурбацией распятием была полностью сыграна самой Линдой Блэр, по её словам, она полностью осознавала, что она делает и что пытается изобразить.
    • Уильям Питер Блетти создавал персонаж Крис МакНэйл с Ширли МакЛейн, подруги писателя. На этапе подготовки к съёмкам Ширли очень заинтересовалась проектом и хотела, чтобы Лю Грейд спродюсировал фильм, но ее планам не суждено было сбыться.
    • Для фильма были построены три постели, каждую из которых использовали для разных сцен.
    • Отец Дайер был сыгран Преподобным Уильямом О`Мэлли, который до сих пор преподаёт в университете Фордхэм, в Нью-Йорке.
    • Первый тизер фильма, который содержал лишь несколько изображений «белолицего» демона, был запрещен во многих кинотеатрах, поскольку его посчитали «слишком страшным».
    • Линда Блэр повредила спину, когда специальная конструкция, с помощью которой ее разбрасывали по кровати, поломалась.
    • Линда Блэр стала номинантом на премию «Оскар» за «лучшую женскую роль второго плана» ещё до того, как стало известно, что на самом деле демона озвучивала другая актриса (Мерседес МакКэмбридж). По правилам киноакадемии, Линда уже не могла лишиться номинации, но дискуссия о том, что награда должна принадлежать МакКэмбридж, фактически отобрала у Линды все шансы на победу.
    • Достаточно молодым на тот момент был Макс Фон Сюдов, и чтобы стать стареющим, умудренным экзорсистом, ему по несколько часов в день приходилось проводить в кресле гримера.
    • На роль Отца Мэррина студия хотела пригласить Марлона Брандо. Фридкин тут же высказался против, мотивируя тем, что это будет уже не его фильм, а «фильм с Марлоном Брандо».
    • Преподобный Уильям О`Мэлли рассказывал студентам, что примерно на 80% фильм основан на реальных событиях. Он объяснял разницу между событиями в фильме и реальными фактами, например: — на самом деле был одержим мальчик, а не девочка; — случай экзорсизма произошел не в штате Делавэр, а в штате Мэриленд; — цвет «горохового супа» был на самом деле не зелёный. Он заявлял, что и многие другие вещи происходили на самом деле.
    • Сцена в Ираке, с которой начинается фильм — эта последняя отснятая сцена. К съёмкам в Ираке приступили, когда полностью завершили съёмки в США.
    • В документальной ленте, посвященной 25-летию фильма, многие актеры признались, что в некоторых сценах им не приходилось «играть», поскольку во многих эпизодах у актеров подлинная реакция. Например, крик Эллен Берстин, после падения в одной из сцен, был вызван сильным рывком статиста за трос, которым была связана актриса; крик Линды Блэр был естественной реакцией в сцене «подпрыгивания на кровати»; Преподобный Уильям О`Мэлли рассказал, что Фридкин со всего размаха дал ему смачную оплеуху, чтобы снять сцену отпущения грехов отца Карраса, во время которой руки у Отца Дайера тряслись, а голос дрожал и прерывался. Чтобы герой выглядел в кадре испуганным, Фридкин приказывал ассистентам перед командой «Мотор!» выстрелить возле уха актера из ружья или неожиданно включить мрачную музыку через громкоговоритель.
    • Василики Милиарос, сыгравшая мать Отца Карраса, доселе никогда не снималась в кино, ее единственным актерским опытом была греческая театральная сцена. Фридкин познакомился с ней в греческом ресторане и был поражен ее невероятным сходством со своей матерью. Позже Блэтти говорил, что Малиарос похожа и на его мать. Это была её первая и последняя роль в кино; она скончалась в возрасте 90 лет почти за год до премьеры фильма.
    • Джеральдин Пейдж отказалась от роли матери Риган.
    • По графику фильм должен был быть отснят за 85 дней, но длительность съемочного процесса в одних только США составила 224 дня.
    • Знаменитую сцену появления Отца Мэррина в доме МакНейлов Макс Фон Сюдов сыграл в первый же день своей работы над фильмом.
    • Согласно книги Крейга Хамрика «Барнадас и компания: кастинг сериала Мрачные Тени, классики телевидения», Денис Никерсон рассматривалась на роль Риган. Однако, мать, прочитав в сценарии «сцену мастурбации распятием» тут же увела девочку.
    • На самом деле расстояние от окна комнаты Риган до лестницы снаружи намного больше, нежели в фильме — при таком расстоянии невозможно вылететь из окна прямо на лестницу, в связи с чем декораторы добавили дополнительное «поддельное» крыло к дому, поэтому предполагаемое окно Риган выглядит очень близко к лестнице.
    • Актриса Дэна Плато заявляла, что ей предлагали роль Риган, но её мать воспротивилась. Сам Блэтти говорит, что не припомнит ничего подобного, что могло бы подтвердить этот слух.
    • «Изгоняющий Дьявола» последний фильм Ли Дж. Кобб, сыгравшего в нем лейтенанта Киндермана. Актер скоропостижно скончался после съёмок в фильме.
    • В сцене «с зеленой жидкостью» появилась дублерша Линды Блэр Эйлин Дитц. Дик Смит, гример фильма, оснастил контуры лица Дитс небольшими листами плексигласа (органическое стекло), по краям рта и на затылке. Спрятанное сопло было закреплено в полости рта, в котором был также расположен специальный аппарат, с помощью которого «рвота» с большой скорость могла выплеснуться наружу. Заполненные «зеленым веществом» небольшие трубки были вставлены в плексиглас с обеих сторон лица. Это была самая сложная часть конструкции, в связи с чем Дитц не могла толком глотать что-либо и не могла полностью закрыть рот.
    • В отреставрированной режиссёрской версии для написания нескольких музыкальных сэмплов был приглашен композитор Стив Боддекер.
    • Полная версия фильма имеет хронометраж 132 минуты.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В «Версию, которую Вы никогда не видели» добавлено несколько визуальных эффектов: — когда Риган в первый раз приходит к доктору Кляйну, пока она проходит электроэнцефалограмму, она на какое-то мгновение видит «белое» лицо дьявола; — когда отец Каррас видит сон про свою мать, можно заметить вспышку света с тем же лицом дьявола; — когда Крис МакНэйл возвращается домой, она заходит на кухню, затем гаснет свет и, когда свет загорается, можно заметить снова лицо дьявола: на вытяжке над плитой; — перед тем как Крис войдёт в комнату Риган, на двери во весь экран появляется изображение головы статуи демона Пазузу, которую можно увидеть в начале фильма; — затем, когда Крис покидает комнату, на стене, слева от двери, постепенно появляется изображение демона Пазузу в виде горгульи; — в сцене изгнания дьявола, можно вновь заметить появляющееся на мгновение лицо дьявола: на этот раз вместо лица Риган.
    • еще 82 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Эта невероятно популярная американская картина снята по бестселлеру Уильяма Питера Блэтти, который также был продюсером, а ещё выступил в качестве автора сценария, за что и удостоился премии «Оскар» (в девяти остальных номинациях только одна награда Киноакадемии заслуженно досталась мастерам звука). Но всё-таки «Изгоняющий дьявола» получил шумную известность благодаря режиссёру Уильяму Фридкину, который хоть и не был среди первых кандидатов на постановку, однако снискал славу «жестокого мастера» благодаря своему предыдущему фильму, полицейскому триллеру «Французский связной». И пусть на съёмки новой ленты ушло 224 дня вместо запланированных 85-ти, а в процессе работы происходили довольно странные случаи, и девятеро людей из группы, включая двух актёров, умерли за это время (что, впрочем, бывает и на обычных проектах), конечный результат превзошёл все ожидания. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 903 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    На днях я всё-таки решил ознакомиться с легендарной картиной в жанре ужасов — Изгоняющий Дьявола. И одно могу сказать точно — так меня не пугал ещё не один фильм.

    Но начать хотелось бы именно с драматической части фильма, так как она на высоте. К матери Риган проникаешься таким искренним чувством жалости, что ничего кроме восхищения игрой Эллен Бёрстин испытывать невозможно. Настолько натурально и искренне показать душевную боль матери, которая видит, что с её ребенком происходит нечто страшное, дано далеко не каждой талантливой актрисе.

    И именно благодаря драматической составляющей фильма, картина приобретает совершенно уникальную атмосферу. Это атмосфера настоящего ужаса, настоящей паники и настоящего страха. И я даже не удивляюсь тому, что в 1973 году от просмотра этого фильма люди падали в обморок — у меня и у самого перед глазами поплыли черные круги во время знаменитой сцены с «паучьей походкой» Риган. А ведь мои нервы крепко закалены различными современными фильмами ужасов с обилием спецэффектов и расчленёнки. Тут всё дело именно в атмосфере — ты невольно начинаешь проецировать подобную ситуацию на себя и своих близких (так как снято всё до ужаса реалистично), и становится по-настоящему страшно.

    Единственный фильм, после которого мне было не заснуть ночью.

    10 из 10

    9 июля 2011 | 12:27

    Да, прав был тот, кто сказал, что условия при просмотре фильма — самый важный фактор, влияющий на наше отношение к это фильмы. Поэтому посмотреть «Экзорциста» я решила в пятницу, 13, ближе к 12. Как же я потом пожалела… Так называемых ужастиков пересмотрела много, некоторые из них просто смешны, а те, которые в последние 15 лет стали штамповать тысячами — вообще бред. Но это явно не тот случай! Фильм действительно «пробирает». Я потом спать боялась, мне постоянно казалось, что сейчас придет Риган «паучьей походкой»… Да, любителям мистики и ужасов этот фильм стоит смотреть только ночью!

    Больше всего из актеров мне понравился Миллер, играющий Дамиана. И хотя он был слишком зажатым и нервозным, но что-то в нем было такое, что заставило испытать с нему симпатию. А вот всеми расхваленный фон Сюдов не впечатлил. Да и Эллен Бёрстин, по-моему, очень часто переигрывала, особенно в сценах с криками. Линда Блер сыграла хорошо, кстати, успех фильма во многом зависел именно от нее. И она не подвела!

    У фильма, как мне кажется, есть два недостатка — начало и конец. Начало показалось чересчур затянутым. Да, там много важных символов, но все равно выглядит как-то пресно. Закончилось все очень обрывчато. События набырали обороты, кульминация была прекрасной, а вот развязка — слишком быстрой и немного необоснованной. Осталось такое ощущение, что сюжет недосказан. И когда Риган помотрела на белый воротничок святого отца в финале, я думала, что что-то произойдет. Мне кажется, что если бы в конце показали, что Риган хитро улыбается или многозначно смотрит на священника, какая-нибудь зацепка, только украсили бы фильм. Но это только мое мнение. А вообще фильм выдался на славу. Действительно пугающе!

    9 из 10

    14 ноября 2009 | 04:47

    «Я смотрел „Экзорциста“ примерно 167 раз и с каждым разом он казался мне все более смешным». Битлджюс.

    «Экзорцист», как вы понимаете, означает тоже самое, что и «Изгоняющий дьявола». Так что из названия сразу ясно, о чем в фильме пойдет речь. Но, если честно, посмотрев первые полчаса этого бессмертного произведения, невольно начинаешь думать, что человек, написавший на упаковке диска сие устрашающее название, просто ошибся, и на самом деле перед тобой непонятная драма-мелодрама. Лично у меня возникли такие мысли.

    Фильм, благо он снят в 1973 году, считается классикой. А на классику замахиваться, как известно, нехорошо. Я не буду придираться к технической составляющей фильма, так как понятно, что для тех времен это было очень круто, и люди, наверно, выходили с сеанса с перекошенными от ужаса лицами. Хотя, честно признаюсь, даже сейчас этот фильм смотрится неплохо. Но не в этом дело.

    Я готова была вытерпеть длинное и нудное начало, ради долгожданного появления дьявола в теле девочки. Я ожидала, что буду трястись от одного ее взгляда и со страхом наблюдать, как она хладнокровно совершает убийства. Но как жестоко я ошибалась…

    Когда дьявол, демон или какая-то другая нечистая сила начала изрыгать из почерневшего ротика милой девчушки едва ли не матерные слова, которые я сейчас не буду цитировать, а затем предлагать ей заняться… вы сами понимаете, чем, меня окутала волна полнейшего разочарования. Ругающийся на чем свет стоит, помешенный в комнату, очень смахивающую на палату психушки и проклинающий всех, кто его сюда заточил сатана, ужаса не вызывает. Вызывает лишь сдержанный смех и наводит на вопрос «Я точно смотрю фильм ужасов, а не черную комедию?». Хотя, я понимаю, отчего дьяволюга так непристойно выражался. Бедняжка, вынужден обитать в теле какой-то девчонки, да еще прикованной в прямом смысле этого слова к постели.. Как не повезло бедолаге..

    Увидимся на нашествии.

    5 из 10

    14 февраля 2012 | 22:59

    Чёрная нечисть, будоражащая сознание и задевающая струны наших с вами страхов, обрела множество лиц и воплощена неутомимым человеческим воображением в неподражаемые образы. Ещё испокон веков наряду с представлениями о богах, существование которых легко объясняло неизвестные узкому разуму человека явления, бытовали убеждения о том, что мир полон Зла, тёмной силы, которая проявляется самыми различными способами. Зло исходит как от самого человека, так и от мира сего, и не важно, в чём таится его корень, ведь неопровержимо одно — Зло будет существовать вечно, иначе мы не имели бы понятия о Добре… Есть Господь Бог, есть Дьявол, и этого условия в религиозной эстетике совершенно предостаточно, чтобы уравновесилась чаша весов между светлыми деяниями человечества и тёмными. Одни являются верующими, другие — убеждёнными атеистами, но от этого не зависит существование исконного Зла, имеющего мистическое начало.

    Бояться можно чертей, демонов, крылатых тварей и прочих представителей нечистой силы, однако по-настоящему стоит страшиться тёмных бесов. Этому служат подтверждением несколько случаев, при которых люди оказывались одержимыми злым духом, и их происхождение до сих пор остаётся нерешённой загадкой. Неужели существуют другие миры, нами не изведанные? Видимо, это так. И об этом спорят миллионы людей, предлагая свои теории о существовании Рая и Ада, а между тем народ всё чаще становится свидетелем мистических явлений, одни из которых утверждают определённые религиозные доводы, а другие, напротив, их опровергают. Но только церковь нашла способ борьбы с нечистью, из чего берёт своё начало экзорцизм. Тема экзорцизма довольно интересна. В этом случае доказывается истинная сила святой воды, молитв, а также различных символов и религиозных культов, что непременно внушает удивительно сильную веру, веру в чудо, которого порой нам не хватает.

    «Изгоняющий дьявола» — нашумевшая в семидесятые как «самый страшный фильм ужасов в истории кино» и ныне культовая картина Уильяма Фридкина, в которой абсолютно весь сюжет посвящен именно теме экзорцизма, причём он затрагивает не только её основу, но и некоторые другие стороны. Данная лента, что является фактом, уже утратила тот заряд, который заставлял зрителей подпрыгивать от испуга и дрожать в холодном поту, ведь за столько лет кино успело показать миру и более страшные фильмы, на которых, впрочем, современный зритель и вырос. Но «Изгоняющий дьявола» — это не что иное как идейно глубокая драма, в которой частичка жанра «ужасов» оказывается только на втором плане, хотя на нём создатели сделали заметный акцент.

    Этим, кстати, картина и хороша — в ней бережно сплетаются два не очень сочетаемых жанра, таких как «драма» и «ужасы», которые связываются мистическими и детективными мотивами. Развивается сюжет достаточно медленно, но в том-то и дело, что ему некуда торопиться. Главной целью создателей являлось показать тяжёлое положение героев и безысходность ситуации, из которой произрастают переживания и интриги. Нечистая сила вторгается в обыденную жизнь самой простой семьи, и этим она коварна. На протяжении просмотра всё ощутимее становится атмосфера неизбежной беды, и тут страшно становится уже не потому, что одержимая бесом девочка приобретает всё более кошмарный вид, а потому, какие же невзгоды обрушиваются на её мать и родных, и какие испытания приходится им мужественно терпеть, сохраняя светлую веру.

    Все черты процесса экзорцизма очень точно показаны в данной картине. В какой-то степени на зрителя производится эффект присутствия, на который всегда можно положиться при создании ужастика. Ужастиком этот фильм обозвать как-то не хватает смелости в связи с присутствием в нём нехарактерно умной для жанра идеи, но «Изгоняющий» так или иначе производит впечатление качественного триллер-хоррора с минимальным количеством крови, но приличным количеством рвоты. Картина страдающей девочки, в которую вселилась недружелюбная нечисть, действительно наводит ужас, а процессы изгнания демона внушают самую настоящую, неубывающую надежду, что составляет даже некую увлекательность просмотра.

    8,5 из 10

    «Изгоняющий дьявола» давно укрепил себе звание «настоящей драмы с неоднозначным подтекстом», которая до сих пор не оставляет зрителя как без мыслей, так и без мурашек, ведь фильм представляет собой аккуратный сплав пронизывающего драматизма и холодного ужаса.

    24 апреля 2011 | 21:04

    Желание пощекотать себе нервы и стремление увидеть самый страшный фильм (по крайней мере, по утверждению некоторых) за всю историю кино рано или поздно приведет каждого киномана и не только к просмотру «Изгоняющего дьявола». Фильма, благодаря которому фраза: «имя мне легион» сошла со страниц «Библии» и отправилась вселять ужас в сердца людей ни разу и не державших в руках Священное писание. Одержимость демоном, так ярко и полно раскрыта в этой ставшей классикой ленте Фридкина, что остальные работы на данную тему уже несколько десятилетий не могут хоть немного приблизиться к той высокой планке, которую поставил «Экзорцист». И не важно, что сейчас вытворяют экранные монстры с помощью спецэффектов, той атмосферы холодного страха, что поселилась в спальне Риган им не достичь все равно. Даже японский «Звонок» с ломаными движениями Садако теряет свое очарование после паучьей походки. Не говоря уже о других лентах в жанре ужасов, где за последние годы лишь европейские картины радуют неприкрытой жестокостью или мистикой в лучших традициях Лавкравта.

    «Экзорцист» непоколебим в своем звании лучшего из лучших, и дело не только в атмосфере. Еще долго никто не осмелится пойти так далеко в экранизации поистине дьявольских козней, будь то оскверненная статуя Девы Марии, богохульства чуть ли не в каждой реплике или мастурбация распятием, глупые пародии не в счет, как и режиссеры вроде Пазолини, для которых нет других богов кроме искусства. А если и решится, то не откровенней, чем это уже было в «Экзорцисте». По крайней мере, если фильм не адский трэш. Однако, не смотря на всю свою жуткость, картина Фридкина в первую очередь еще одна версия истории борьбы добра и зла, веры и безверия. И противостояние сил света и сил тьмы не теряет остроты от того, что местом битвы на этот раз стала обычная комната, а не руины древнего города. Ведь настоящая борьба была не в четырех стенах, а в душах людей столкнувшихся с демоном. И главная победа та, что одержали они над самими собой.

    «Квартирный вопрос» или разруха, которая не в клозетах, а в головах, но что-то явно мешает новому поколению увидеть в «Изгоняющем дьявола» тот самый фильм, что пугал и доводил до обмороков в семидесятых, жуткую и напряженную историю девочки, одержимой демоном. Почувствовать свою беспомощность перед лицом темных сил, которые нельзя одолеть здоровым скептицизмом, но справиться с которыми может только истинная вера.

    10 из 10

    31 мая 2011 | 21:27

    Очень давно хотел написать рецензию на этот фильм и вот все таки решился. По многим данным тематику изгнания демонов брать за основу фильма нельзя, потому что это считается богохульство, но это очень интересная тема и в те далекие времена её до этого в качестве полноценного фильма еще не снимали

    Фильм снят на основе произведения Питера Блэтти, я так думаю лучше бы так и все и было и этот фильм в свет не выходил. Очень хочется обозначить все аспекты, почему мне не понравился фильм, который считается лучшим, видимо только из-за 2 Оскаров. Все по порядку.

    Аспект 1) Люди верят в то что они хотят верить, фильм снят на основе того что в юную девочку вселился, древний демон из-за статуэтки привезенный почему то из-за Ирака, и уже из-за этой статуэтки он переселился в эту несчастную девочку, я не в доюсь подробности почему Пазузу мог вообще в кого то вселится, и демон того уровня как сын бога Ханби, да это все мельчайшие подробности, но у фильма должна быть основа под собой, как например аналоги примером из христианства, но этот аспект вводный немного уводящий от самого главного.

    Аспект 2) Это может показаться очень странным, но в фильме удивительно ужасная «озвучка» есть моменты, где звуки записывали на различных скотобойнях, и других не пригодных для записи помещений, это не поддаётся не какой критики. Из-за всех номинаций и премий этот фильм становится легендарным, да можно сказать это не важно. Но здесь, то как раз и подчеркивается безупречность фильма имевшего такое огромное количество наград.

    Аспект 3) В фильме я так и не понял, кто все же вселился в малышку Пазузу или Дьявол уже христианской направленности, и что это за белое лицо, дьявол или же это древний мифический демон песков, это не состыковка, уже делает не понятным сюжет.

    Хочу сказать напоследок, да конечно это могу показаться мелочным, но разве это может сделать безупречным то, что на сомом деле не является таким

    29 октября 2012 | 17:19

    Совсем недавно успел посмотреть данный фильм с темой об изгнании дьявола из души или проще выразиться «Экзорцизме». Так вот, если честно я немного разочаровался когда узрел сие творение. Это связано не с тем что фильм показался мне скучным нудным и так далее, просто дело в том что я поздно слишком посмотрел данное творение, и еще это связано с тем что фильмы сами по себе не слишком впечатляют меня, на это исключительно на основе личных предпочтений. Хотелось бы для начала отметить очень выдающегося режиссера, который снял немало замечательных познавательных и внесших свой индивидуальный вклад в кинематограф, Уильяма Фридкина, за его спиной числятся «12 разгневанных мужчин», «Правила боя», «Французский связной» и недавно вышедший «Киллер Джо».

    Первым сомнительным аспектом в данной картине является повествование, на протяжении всего просмотра постоянно возникало чувство сумбурности и некоторой недосказанности в хронологии событий, от этого не только возникало масса вопросов но и начинало по — немногу оставлять неприятное впечатление, да возможно это какой то некий ход что бы зритель почувствовал еще большую индивидуальность и своеобразность фильма, я так считаю, но этот ход раскрыт не совсем потенциально. Атмосфера в фильме получилась однотоной, но довольно- таки мрачной и немного даже пугающей, но в остальном она остается в тех рамках, которые были заданы изначально и не пытается хоть как-то менять тона и краски, но должен заметить определенный стиль у фильма есть.

    Актеры. Все актеры сыграли в фильме хорошо, особенно запомнились Макс Фон Сюдов в роли священника, Линда Блэр, та самая легендарная девочка, которая была одержима дьяволом, и Джейсон Миллер который сыграл еще одного из главных героев, тоже священника. Каждый из героев переживает не только эмоциональное потрясение от различных ситуаций и событий, но и меняются психически. А когда события набирают поворот так вообще кажется что все герои на грани срыва.

    Музыка в фильме очень подобает общей атмосфере и всем событиям, иногда даже кажется что она и не играла вовсе, но все таки иногда она была жутковатой и немного напряженной. Работа оператора вышла качественной, все эмоциональные и страшные моменты сняты хорошо.

    А в совокупности всего мы имеем общепризнаный, но фильм, который не каждому придет по вкусу и не каждый его поймет, потому что в фильме все таки возможно есть какая никакая идея, которая доходит до зрителя по разному. Кто признает фильм шедевром в ужасах, а кто то скажет наоборот, в этом как раз, я думаю и проявляется индивидуальность и своебразие данной картины.

    7,5 из 10

    6 ноября 2012 | 14:24

    Впервые увидела этот фильм в пять или шесть лет. Прекрасно понимая, что происходит на экране, я не спешила переключиться на мультфильмы. Да и с чего бы? Картинка меня изрядно напугала, звуки — едва ли не больше. В самые страшные, как мне тогда казалось, моменты я закрывала руками лицо, но не могла удержаться от того, чтобы чуть раздвинуть пальцы и глянуть, что же там творится. Отвратительное любопытство. Стоит ли удивляться, что картина произвела на меня огромное впечатление.

    Но пришло время разложить мысли по полочкам. На мой взгляд, это не столько фильм ужасов, сколько драма, психологический триллер, если угодно. Не стану лукавить, утверждая, что кино совсем не страшное. Вопрос в том, что мы понимаем под словом «страшный». Кровь? Любителей пощекотать себе нервы обилием кровавых сцен придется разочаровать. Самым кровавым, пожалуй, является эпизод с распятием, но он вызывает не столько ужас, сколько пронзительную жалость к девочке и ее матери. Монстры? Их тут нет и не должно быть. Атмосфера безысходности, отчаяния, готовности ухватиться за любую соломинку ради спасения? Да.

    Смотреть на закрытую дверь, за которой находится одержимый ребенок, страшнее, чем разглядывать демоническое лицо девочки и слушать ее речи. Хотя вовсе не слышать их вряд ли получится — демон на редкость голосистый.

    В фильме есть моменты, пугающие своей неожиданностью, как, например, знаменитая «паучья» походка, которая была включена в более поздний вариант фильма. Впервые увидев ее, я отпрянула от экрана. Другие сцены не вызвали такой реакции, как раньше. Будучи ребенком, я смотрела на то, как Риган беснуется на кровати, потому что такое зрелище не на шутку пугало меня. Теперь я смотрю на ее мать и понимаю, в чем весь ужас этого фильма. Не в гримасах, которые корчит демон, не в сбегании по лестнице и выплевывании крови, а в невозможности спасти своего ребенка.

    Актерская игра в этом фильме на очень высоком уровне. Эллен Берстин удалось передать отчаяние и ужас своей героини. Увидев человека, который выглядел и вел бы себя, как одержимая демоном Риган, большинство захотело бы бежать за тридевять земель. Но героиня Берстин не может так поступить: одержим самый близкий ей человек, и она должна быть рядом, что бы ни случилось. На ее плечи лег невероятно тяжелый груз. Представив себя на ее месте, я поняла, что сама бы слегла с нервным срывом, если бы с моим ребенком происходило нечто подобное.

    Линда Блэр великолепно справилась с ролью одержимой девочки. Несмотря на грим, от которого и без всяких ужимок становится не по себе, она должна была передать мимику демона, и это ей отлично удалось. Злое, хитрое, умное и крайне презрительное — примерно так характеризует ее выражение Уильям Питер Блэтти, автор книги-первоисточника. Именно это мы видим на экране, не говоря уже о том, как вела себя Риган в минуты полного умопомрачения.

    Макс фон Сюдов, несмотря на малое количество отведенного ему времени, показал очень тонкую и достойную игру. На момент съемок фильма актер был моложе своего персонажа, но об этом я узнала значительно позже. Я была уверена, что роль отца Мэррина исполняет пожилой актер, настолько правдоподобно он сыграл священника, встретившегося со своим древним врагом. От фигуры в сутане, застывшей возле кровати с Риган, исходили невероятная сила и спокойствие. Недаром демон так боялся этой встречи, недаром предвидел ее. Отец Мэррин был последней надеждой для одержимой девочки, и никто не видел, как тряслись его руки, когда он открывал коробочку с таблетками, как на его лице появлялось болезненное выражение. Его смерть не стала для меня неожиданностью, но послужила катализатором для дальнейшего — и очень стремительного! — развития событий.

    Джейсон Миллер весьма правдоподобно сыграл роль священника, который и не подозревает, насколько сильна его вера. Смерть матери, чувство вины и сомнения в своем предназначении выбили почву у него из-под ног, и, спасая Риган, он спасал и себя. Если бы демон убил девочку, чувство вины уничтожило бы Карраса. В фильме это не показано так же явно, как в книге, но все же понятно, что чувствует священник. В книге написано, что Каррас мечтал увидеть Христа, прикоснуться к его одежде, прочесть в глазах ответы на свои вопросы. Насколько же должна быть сильна вера такого человека? Поначалу игра Джейсона Миллера показалась немного неуверенной, но, мне кажется, он очень достойно передал сомнения и переживания своего персонажа.

    Фильм отличает талантливая, хоть и весьма жесткая режиссура. Узнав, что Уильям Фридкин, когда Эллен Берстин во время одной из сцен сильно ударилась и закричала от боли, не остановил сразу съемку и использовал этот момент в фильме, я была поражена.

    Хочется отметить фон, на котором разворачиваются события. Большей частью пасмурная погода, листья, которые ветер срывает с ветвей, мутная река, улицы, по которым ездят машины и ходят люди — безучастные, не подозревающие о трагедии за кирпичными стенами ничем не примечательного коттеджа на М-стрит, церковь, белизна больничных стен… И детская комнатка за запертой дверью, а что там — никому лучше и не знать.

    Что касается музыкального сопровождения, то тут я не смогла бы ни к чему придраться, даже если бы захотела. Оно нагнетает атмосферу, создает ощущение внутренней пустоты, а заглавная композиция «Tubular Bells», автором которой является Майк Олдфилд, стала одной из моих любимых мелодий.

    К сожалению, ни один из сиквелов не смог подняться на уровень оригинала. Впрочем, к сожалению ли?

    10 из 10

    2 сентября 2012 | 17:06

    Эта история родилась ещё в том столетии, но будоражит умы и сегодня. Примерно в 2002-м я посмотрел фильм «Изгоняющий дьявола» несчитанное количество раз. Я настолько проникся этим фильмом, что в начале 2003-го я прочёл книгу Уильяма Питера Блэтти. Оказывается, автор стал ещё и продюсером фильма.

    Да, в книге шире всё рассказано. У некоторых появляется недоумение, почему в начале фильма показаны раскопки в пустыни и статуя. В фильме об этом не сказано ничего. Это странно. Могли бы и сообщить. Книга говорит о том, что в девочку вселился демон Пазузу — бог ветра. Смерти и засухи. Вот и ответ.

    Вообще, фильм довольно близко снят к основе первоисточника. Правы ли те, кто считает этот фильм самым страшным фильмом всех времён, как говорит о том слоган? Что значит всех времён? Не более чем пафос. Но фильм серьёзен. Проникновенный, переживательный и в меру страшный. Здесь всё построено не на эффекты в стиле «Бу!», — а ужас приходит при представлении страданий девочки. Мне так прям вообще передались переживания священника Карраса. «Каррас, твоя мать здесь, с нами, не хочешь ничего ей передать?». Как это так?! Сегодня я подумал, что демон лжёт, а 12 лет назад я непреложно считал, что мать Карраса в аду…

    Фильм нетороплив, но скучным я его не назвал бы. Ни теперь, ни, тем более, тогда, когда я мог высмотреть его несколько раз в день. Тогда я был более набожным, и вся потусторонняя тематика меня завораживала. А здесь об этом заявляют довольно открыто. Как говорил священник Мэррин: «Не слушай демона!». А коль я был тогда религиозен, то мне слова нечистого духа казались за гранью восприятия, и они резали слух (более всего в моменте, когда демон заставил девочку взять распятие в руки).

    Я к чему… К тому, что фильм далёкого 1973 года, а смотрится восхитительно! Спецэффектов-то как таково и нет. Но фильм производит сильное впечатление!.. Даже создатели серий «Очень страшного кино» и те умудрились кое-что найти в нём. А это говорит о дикой популярности фильма. Время этому фильму ни по чём…

    10 из 10

    24 февраля 2014 | 16:34

    Писать отзывы на фильмы вроде `Изгоняющего дьявола` — довольно бесцельное занятие. Фильм успел стать классикой, шедевром и никакое мнение, хорошее или плохое, этого не изменит. Однако, как не приятно временами `ниспровергать кумиров`, в данном случае мне остается только согласиться с большинством, чье мнение подарило фильму статус культового.

    Для того чтобы судить `Изгоняющего дьявола` в 2009 году, нужно помнить о том, что фильму к этому моменту уже много за 30 лет. Сейчас, когда маховик индустрии ужасов раскручен на полную мощность, подобные фундаментальные основы жанра могут показаться нестрашными, местами даже нелепыми. И все же, пересмотрев этот фильм, я понимаю, почему он считается одним из лучших фильмов ужасов всех времен.

    Да, он не опускается до мегалитров крови и дешевых пугающих эффектов, однако в жути ему не откажешь. Подчеркнуто неторопливый, фильм окутывает удушающей атмосферой неизвестности и отчаяния. Ее нагнетание можно назвать эталонным для таких фильмов: страшное показывается эпизодами, все чаще и чаще по мере приближения к развязке, оставляя зрителя к концу фильма в состоянии душевной асфиксии. Страх, с которым играет этот фильм, не животного порядка, что сплошь и рядом встречается в ужасах последних лет. Нет, он залезает в наше подсознательное, где по прежнему обитают языческие страхи перед демоническим, победить которые не в силах никакая рационализация.

    Говорят, что некоторых впечатлительных зрителей, фильм в свое время заставил пережить религиозный катарсис. Я как человек далекий от вопросов веры не могу сказать, что `Изгоняющий дьявола` мог служить делу религиозной пропаганды. Скорее, в этом фильме мы увидели служителей церкви не несокрушимыми оплотами веры и не пошлыми дельцами от алтаря, а обычными людьми, которым не чужды сомнения и слабость. Акцент тут делается не на католицизм как таковой, а на архетипическое восприятие религии, понятное нам вне зависимости от конкретной конфессиональной принадлежности или ее отсутствия.

    При желании можно было бы высказаться о невпечатляющем саундтреке, некоторой несоразмерности сюжета (начало длинновато, а конец, напротив, сумбурен), но копаться в неочевидных недостатках здесь совершенно не к месту. `Изгоняющий дьявола` заслуженно стал явлением в своем жанре, до которого очень непросто дотянуться многим из современных триллеров.

    22 ноября 2009 | 17:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>