всё о любом фильме:

Меланхолия

Melancholia
год
страна
слоган«Enjoy it while it lasts»
режиссерЛарс фон Триер
сценарийЛарс фон Триер
продюсерЛуиза Вест, Беттина Брокемпер, Реми Бура, ...
операторМануэль Альберто Кларо
композитор-
художникЙетте Леманн, Симона Грау, Манон Расмуссен
монтажМолли Марлен Стенсгаард
жанр фантастика, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  415.7 тыс.,    США  317.5 тыс.,    Германия  261.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время130 мин. / 02:10
Номинации (1):
События фильма разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Жюстин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Жюстин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Жюстин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Жюстин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии она с сестрой и сыном готовится принять неизбежное.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.10 (127 209)
ожидание: 93% (3934)
Рейтинг кинокритиков
в мире
78%
142 + 39 = 181
7.4
в России
100%
13 + 0 = 13
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм был снят в шведском Тролльхеттане.
    • Идея фильма зародилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии при лечении депрессии.
    • Перед премьерой фильма в Каннах, на пресс-конференции, произошел очередной скандал с участием Ларса Фон Триера. Режиссер поддался на провокацию со стороны журналиста, намекнувшего о немецком происхождении маэстро, на что Фон Триер не сдержался и не совсем корректно отозвался о евреях и Гитлере, позже принеся официальные извинения.
    • Изначально роль Жюстин должна была исполнять Пенелопа Крус. Но она выбыла из процесса из-за участия в съемках фильма «Пираты Карибского Моря: На странных берегах».
    • Имя героини Кирстен Данст было дано Триером в честь произведения Маркиза де Сада «Жюстина».
    • Большая часть личности Жюстин была основана на личности самого Триера.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7198 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Как же долго мои руки тянулись к этому фильму, как долго я уговаривал самого себя его, наконец, посмотреть. Увы, после «Антихриста», как-то уже не хотелось трогать творчество Триера, но я не сдержался.

    Трейлер, как говорится, зацепил. И вот в конце концов я решился посмотреть фильм ночью, на языке оригинала и в полном одиночестве (что было одновременно и плохой и хорошей идеей, поскольку удалось полностью прочувствовать фильм, но не удалось найти в нем что-то хорошее). В итоге, впечатление от фильма осталось неоднозначное. Это рецензия отрицательная, но с высокой оценкой. Поясню почему:

    Вообще, являясь большим любителем фильмов про апокалипсис и постапокалипсис, я посчитал своим долгом посмотреть этот фильм и был просто поражен. Поражен мастерством, с каким Триеру удалось создать невообразимо тягучую, завораживающую атмосферу уныния, вызывающую полнейшую депрессию и желание вести себя подобно главной героине — Джастин — в первой части фильма или подобно ее сестре — во второй. При просмотре появилось такое впечатление, что я опускаюсь на дно океана и с каждой секундой на меня все сильнее давит толща воды.

    Даже еще до того, как начала проявляться сюжетная линия планеты Меланхолии — а это, я бы сказал, и есть главная сюжетная линия — можно было ощутить надвигающуюся угрозу. На самом деле, есть много фильмов о конце света, которые начинаются с какого-то веселого события, будь то вечеринка или, в нашем случае, свадьба, дабы подчеркнуть контраст между жизнью и смертью. Здесь все наоборот. В этой конкретной свадьбе совершенно нет ничего веселого. Возникало стойкое чувство одиночества, не смотря на присутствие людей. Нам позволили немного пожить в шкуре главной героини, и это именно то, чего ожидаешь от хорошего фильма.

    Здесь есть атмосфера, музыка, идеально вписывающаяся в фильм, прекрасно-страшная картинка. Но здесь нет ни души, ни любви, ни смысла. Один только страх, а на страхе далеко не уедешь.

    По натуре своей я оптимист, именно поэтому мне так тяжело дался этот фильм и так сильно впечатлил. Но для меня лично это была совершенно бездушная картина.

    Во второй части не было ничего человеческого, даже переживания Клэр никоим образом не цепляли. Не было ни чувства жалости, ни сопереживания. Просто один огромный отдельный психоз, с четырьмя персонажами, отошедшими на второй план. Совершенно непонятен и нелогичен был поступок Джона.

    С технической точки зрения фильм великолепен, начиная с актеров и заканчивая освещением. Без них, собственно, ни о какой атмосфере не могло быть и речи. С психологической точки зрения, фильм многое сказал о состоянии души режиссера.

    Если подвести итог и собрать все впечатления воедино, то мне, как зрителю, из этого фильма удалось вынести лишь чувство глубокого уныния. Даже красивая картинка не приносила никакого эстетического удовольствия из-за сильной эмоциональной подавленности. И хотя я признаю, что так четко передавать состояние психической неуравновешенности очень и очень трудно, сам фильм мне не понравился. Я не могу назвать его глубоким или философским, даже как драму воспринять не могу, скорее просто очень сильный психологический триллер, и именно с этой точки зрения я и оцениваю фильм.

    7 из 10

    3 мая 2013 | 03:27

    Даже не знаю, какой заголовок придумать к моей рецензии, поскольку его достаточно сложно выбрать. Фильм произвел на меня достаточно большое впечатление. Поначалу было тяжело смотреть его, но в предвкушении финала, того, как произойдет столкновение, заставили меня просидеть до конца. И не зря. Фон Триер показал свою точку зрения на конец света. И в данном случае, чего бы больше всего хотелось, это просто провести остаток времени с кем-то из своих близких. Никаких особых спецэффектов, экшна или чего-то подобного. Но картина поставлена достаточно живо, и то как ночью смотрится Меланхолия, просто поражает.

    Этот фильм принадлежит к той категории фильмов, которые «не для всех». Но он поражает. Так же как «Фонтан» или «Древо жизни». У меня даже по больше части сложилось впечатление, что это не фильм, а просто любительская съемка. И то как автор показал это, я действительно поверил, что действия как будто на самом деле происходят, и то как в конце на тебя движется эта планета, просто завораживает.

    Я не могу поставить этому фильму оценку, поскольку его просто нужно смотреть и наслаждаться. Спасибо Ларсу за предоставленный шедевр.

    19 августа 2011 | 19:49

    Хорошо, когда о фильме говорят. Хорошо, когда его хвалят. А лучше всего, когда созданное впечатление совпадает с действительностью.

    Некоторым кажется, что если режиссер прикинется тонким ценителем прекрасного, если у считает себя настоящим Философом, то и все его творения будут прекрасны и наполнены глубокой философией. Хорошо бы было.

    Единственная стоящая мысль, выражаемая во все возможных вариациях звучит так: «ВСЕ ПЛОХО!» «Земля-это зло» — говорит главная героиня, асоциальная личность с актерской игрой на троечку и только из-за ряда откровенных сцен, мастерски снятых оператором. Не кажется ли вам противоречивым, что такую мысль говорит именно она? Имеет ли её слово хоть какую-то ценность, если она в этот мир не принесла ничего, ничего Доброго.

    Еще поднимается вопрос о смерти. Человек один встречает смерть. Это так, но Ларсу было важнее показать красивую Меланхолию над глупыми землянами, сделать длинный незамысловатый сюжет, без сколько бы то ни было важными деталями. И это грустно. Грустно, что он хотел сказать многое, но получилось так невнятно.

    Если бы этот фильм был снят в России, то его бы забыли через 3 дня после выхода в прокат, а так может быть люди посмотрят, но вероятно ничего не поймут, как и я не понял действительно ли в нем что-то есть или это я тут сам навыдумывал и будут говорить с умным видом:" Да, хороший фильм. Конечно не то, что раньше, но хороший.»

    22 октября 2011 | 21:35

    Меланхолия. Пролог.

    Планета или состояние души? На этот вопрос, выплетая ажурные паутины, отвечает режиссер-провокатор фон Триер, а также его протеже Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур.

    Как мне кажется, это один из тех фильмов мирового кинематографа, к которому невозможно относиться «никак». Он разводит своих зрителей в диаметрально противоположные стороны. После просмотра фильма вы либо полюбите Ларса фон Триера, либо будете его ненавидеть. Но что делать, если конфликт зародился внутри одного человека? Думаю, не стану исключением, если скажу, что фильм вызвал у меня чувства сильные и противоречивые. Изначально задумывавшийся поход на какое-нибудь легкое необремененное смысловыми и символичными инсинуациями кино, приобрел философо-меланхоличный характер…

    Начну, пожалуй, не с описания формы (ибо тут все довольно очевидно), а с того, что понравилось и зацепило меня с самого начала — музыкальное сопровождение (умышленно не называю его саундтреком, потому что язык не поворачивается назвать Вагнера столь простым, обиходным словом). Сделать единственный лейт-мотив, объединяющий столь разные части — для режиссера ход рискованный, ход необычный, но вместе с тем довольно логичный. Да простят меня Ханс Циммер, Джон Уильямс, Дарио Марианелли, но даже их талант не смог бы помочь воплотить идею Меланхолии до конца. Вагнер — с идеями романтизма, коими пронизана вся его музыка, ее мистицизм, наполняет и дополняет всю символику фильма. Плачущие интонации — lamento — неотвратимо приближают зрителя к единственно возможному концу.

    Меланхолия. Часть 1. Планета.

    Что же касается характеров героинь, не могу сказать, какой ближе лично мне. Ведь не смотря на свою разложенную по начищенным до блеска полочкам жизнь среди раритетных и дорогих изданий, свое стремление к перфекционизму, Клэр абсолютно естественна, жизнелюбива и страстна. А такая отстраненная, «скульптурная» Джастин, в начале предстает нежной и любящей невестой. Сомнение зарождается, когда Джастин видит на сумеречном небе созвездие Скорпиона и конечно же самую яркую звезду созвездия — Антарес. Постепенно в сознании Джастин зарождается сомнение, девушка в очередной раз смотрит на небо и не видит Красного Гиганта, «съеденного» Меланхолией. Для нее это становится отправной точкой в конец. И она достает из стены своей жизни кирпич за кирпичиком, тем самым разрушая привычный уклад.

    Меланхолия. Часть 2. Состояние души -

    К такому выводу я пришла, так как некоторые процессы, происходящие в фильме с точки зрения физики, сомнительны. А вот меланхолия, как состояние души вполне может привести к апокаллиптическому исходу всю планету. Она неумолимо движется на Землю, пожирая остатки самого ценного и дорогого.

    Меланхолия. Финал-апофеоз.

    Три лица. Самое захватывающее в этой картине — это несколько крупных планов с закрытыми глазами. Выражение лица Лео — абсолютно спокойное, безмятежное. Он ничего не боится, ведь его защитит Волшебная Пещера, мать и тетушка Стилбрейкер. Лицо Джастин — уверенное в неизбежности конца, но впервые за весь фильм сосредоточенное уже не на своем внутреннем мире и Меланхолии, а на том, чтобы защитить близких людей. И выражение лица Клэр — абсолютно не готовой отдавать свою жизнь и жизни своей семьи. В конце фильма, не смотря на весь трагизм происходящего, они впервые любят друг друга и готовы жертвовать собой ради спасения.

    Приятно было смотреть на лица главных героинь, свободных от голливудского лоска. Можно было разглядеть непропорциональность и асимметрию, но вместе с тем они были на 100 % притягательные и гипнотизирующие…

    Картина, которую создал Ларс фон Триер, по праву можно считать искусством, ведь он заставил зрителя задуматься о смысле жизни.

    1 августа 2011 | 22:10

    Каждый фильм Ларса фон Триера — это событие, и каждый его фильм вызывает много споров, исключением не стала и «Меланхолия», хоть и многие споры шли не по поводу самого фильма, а по поводу высказываний Триера на Канском фестивале. Но все же фильм наградили и на фестивале за лучшую женскую роль, что вполне заслуженно. Кстати, мне кажется, высказывания Триера, которые во многом были вырваны из контекста, не такие уж и провокационные, но в любом случае картине было уделено много внимания.

    Я же к Триеру отношусь с осторожностью, его фильмы тяжелы в плане психологии, чего только «Догвилль» стоит. Но этот фильм был интересен, во многом темой конца света, интересно было увидеть, какой он, конец света в понимании Триера, и в целом я увидел то, что и стоило от него ожидать, кроме некоторых вещей. Во многом это то, что Триер ушел от «Догмы 95», то есть тут он вовсю использует плюсы обычного кино, и компьютерная графика есть, и освещение. В общем, получился самый масштабный (наверное, так) фильм Триера.

    Сама же «Меланхолия» — это опять рассказ о людях и их страданиях, в лучших традициях Триера. Уже с самого начала нам показывают красивейший пролог, от которого невозможно оторваться и который вводит в общий тон картины, завлекая зрителя, и после этого фильм погружает зрителя в мрачную атмосферу того, что приближается что-то неминуемое. Сам же фильм показывает нам то, что происходило до пролога, и зрелище это не менее интересное.

    Во многом нам показывают безысходность того, что надвигается планета Меланхолия, и показаны многие переживания героев перед этим, все логично и глубоко. Триер как всегда раскрывает нам персонажей, и выставляя много смысла, для каждого свой, но главная мысль — это то, что конец света в нас самих. Нам показывают лишь семью, и как эти люди воспринимают и готовятся к концу света. И это действительно радует, фильм не расфокусирован, а держит на определенных людях. Особенность Триера в том, что он не разжевывает для зрителя фильм, а заставляет думать о многом, к «Меланхолии» можно применить много трактовок, и точно понять все в фильме трудно, человек должен после просмотра сам додумать многие моменты в фильме. И после такого начинаешь думать, что Триер действительно талантлив безмерно. Хоть его фильмы и довольно сложны для восприятия.

    Как известно, Триер придумал фильм, находясь в депрессии, и фильм реально погрузит в меланхолию. По крайней мере после фильма настроения нет вообще, только поток мыслей, навалившихся после фильма.

    А еще хотелось бы выделить отличный актерский состав, и в особенности Кирстен Данст, ее игра шикарна, не зря ей дали приз на Каннском кинофестивале как лучшей актрисе.

    Итог: безумно красивый фильм о конце света глазами Ларса фон Триера. Кино мощное, умное, заставляющее задуматься, но вводящее в состояние меланхолии. «Меланхолия» предоставляет нам занятное зрелище, которое долго еще не забудется и которое нужно пересматривать, я так думаю, что в следующий просмотр фильм будет смотреться по-другому. Ну а в целом затягивающее, атмосферное кино, с прекрасными актерскими работами и режиссурой, смотреть рекомендуется.

    12 июля 2011 | 21:11

    Завлекающая своим ярким светом, ослепляющая своей красотой, простирая во все стороны шик и блеск, что способен обволакивать каждого присутствующего, свадебная церемония изначально не должна была заканчиваться по логике привычных вещей. Выделяющаяся на темном небе звезда послужила в качестве намека для Жустин, которая стала выдвигать на первый план всяческого рода подозрения, подтвердившиеся в итоге ужасающей вестью через какое-то считанное мгновение.

    И здесь дело даже не в сочетании цифр братьев-близнецов 6+6+6 или в приближающемся неминуемом конце всего живого, который сожжет своим пламенем все, что способно еще набирать кислород в свои легкие на этой прогнившей земле, а в том, что эта свадьба должна была стать неким завершающим позитивным рифом. Но ему не суждено было испустить свою мелодию жизни, ведь струна в один момент порвалась и более не посмела тревожить тишину, вселившую в Жустин постоянную мысль о едином завершении.

    Финальный забег, что возбудил активность заходящего в окончательную стадию еще бьющегося сердца, ввел неспешно несущую себя, горделиво любующуюся своей красотой героиню Кирстен Данст в смиренное состояние, терпеливо ожидающее того самого часа, тех минут и секунд. А пока нужно покончить со всем, что связывает тебя и жизнь в единый узел — не медля, тут же расстаться со своим мужем, продемонстрировать истеричное состояние, которое заставит выполнить самые несусветные вещи, уволиться, послать, куда подальше своего шефа и попытаться поговорить со своим отцом, собирая воедино самое важное. Что-то успеется, что-то забудется.

    Иссякающая плоть, наполненная предчувствиями и ожиданиями, напомнит о вратах, из которых все вышли и о дорогах, куда должны мы все войти. Жустин, одной босой ногой, находящаяся в бесчувственном состоянии после эмоциональной активности, а другой уже вошедшая в стадию меланхолии, станет уже просто спокойно наблюдать, как какая-то инородная планета постепенно врезается в людскую. А переводя взгляд, она увидит, как сестра по имени Клэр в исполнении Шарлотты Генсбур метается в этом ограниченном пространстве, пытаясь что-то придумать, спасти себя, своего ребенка, семью.

    Ларс Фон Триер, разделив картину на две части, выделив двух сестер среди всего повествования, изображает обособление всего мироздания на две самостоятельные ипостаси, в которых: Жустин — само дьявольское спокойствие, ожидающее скорейшего воссоединения со своими родоначальниками, а Клэр — животрепещущая тревожность, пытающаяся из последних сил сделать все возможное, чтобы найти какой-то выход из сложившегося положения, все как-то скрасить, сгладить и придать теплый оттенок.

    Эстетическая авторская фантазия, изображающая, собирающая вместе и напоследок все самое тонкое, полное ярких и радужных, а порой поражающих красок, но не изменяющая своим истинно депрессивным настроениям, предчувствуя надвигающуюся катастрофу, творение Ларса Фон Триера приобщает к неизбежному мира сего. Отличаясь истинно меланхоличными персонажами, в которых в большей степени выделяются Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур, все актеры вынуждают отмечать в этом действе именно компоненты их профессий. Ну, а сама идея, которая сформировалась в целый фильм, подсказывает, что прививая свои состояния планете, последняя в один момент просто ответит твердым и ясным отказом.

    2 октября 2011 | 23:42

    По совету друга посмотрел фильм меланхолия… Фильм ужасный !!! Мало того что фильм идет 2 с лишним часа, так ещё и эти 2 часа ничего не происходило !!!

    Начну я с операторской работы: смотреть фильм было НЕВОЗМОЖНО, за весь просмотр я ни увидел не одного нормального кадра, все постоянно тряслось, возможно это потому что режиссёр решил сэкономить на штативе для камеры и сказал снимать как есть. Конечно вначале фильма было несколько красивых кадров, но эта была графика и их было чересчур много, да ещё и в замедленном действии с убогой писклявой музыкой и продолжалось это 10-15 минут в прямом смысле слова. Так вот, после десятиминутного сна во время начала, помимо трясущейся картинки и ужасных склеек, я ничего не увидел.

    Продолжу я бредовым сюжетом: во время свадьбы происходит всякая фигня с главной героиней, то её куда то уводит сестра и орет на нее, то зачем то изменяет мужу с гостем свадьбы, то она узнает что на их планету летит другая, больше Земли раз в 10. Ну и после всего этого бреда нам рассказывают про то как живет её сестра, с этого момента фильм вообще потерял смысл, да ещё и актёрская игра стала более ужасной.

    Ну и закончу ужасным монтажом: как я уже сказал, через каждые 10 секунд происходит просто ужасная склейка, наверное работая в таких условиях актёры не выдерживали на съёмочной площадке более десяти секунд. Ещё стоит отмерить что саундтрек выбран такой же как и фильм… УЖАСНЫЙ!!! На освещении, как и на штативе, режиссёр тоже сэкономил, в ночных сценах, да и в других тоже, не было видно вообще ничего.

    В общем, если все собрать воедино, то получится высшая степень тупости. Мое мнение таково:

    4 из 10

    11 сентября 2013 | 14:04

    Идя на этот фильм, сразу же вспомнила все ощущения, которые оставили предыдущие фильмы этого непростого режиссёра. Когда брала билет в кино, мне сказали, что фильм с субтитрами — это было УЖЕ для меня прекрасно, сыграло свою определённую роль. Как только заиграла музыка (кстати, я так и не поняла, кто композитор, в титрах не было написано, как и здесь), как только появились эти образы в замедленной съёмке, всё сразу стало ясно: фон Триер сделал новый шедевр, который наверняка оставит глубокий след.

    Я всегда обращаю внимание на игру актёров, и в некоторых фильмах она особенная, как, например, здесь. Никогда бы не подумала, что Данст смогла бы сыграть так, как в этом фильме. Безумно искренне и психологически очень приближённо к тому состоянию, которым названа приближающаяся к Земле страшная планета — Меланхолия. Генсбур, которая играет её сестру, особенно ближе к концу фильма, становится и вовсе человеком, который открыто выражает реальный человеческий страх перед неизбежной масштабной для всей Земли смертью.

    Фильм сам по себе разделён, как бы, на две части. Первая, где мы можем наблюдать за развитием отношений в семье, и не просто за жизнью, а за конкретным событием: свадьба, всего лишь одна ночь, где мы увидели абсолютно различных по характеру людей, их чувств и проявления этих чувств, и всё это объединялось фактом неизбежной катастрофы, грядущей из космоса. + изначально режиссёр создал обстановку в виде красивого и внушительного вступления перед фильмом. Вторая часть фильма — это состояние главной героини, сначала мечущейся внутри, затем умиротворённой, спокойной и воспринимающей реальность именно так, как она есть — болезненно и покорно.

    Концовка была просто невообразимо прекрасной и ужасной одновременно. Выходя из зала, как и на протяжении всего фильма, допускаешь мысль о конце света, и становится реально страшно, абсолютный ужас охватывал меня, когда я наблюдала за последним кадром, где главная героиня Justine, меланхоличная и необычная, её сестра Claire, одомашненная, хозяйственная и заботящаяся о своей нездоровой сестрёнке, и сынишка этой самой Claire, маленький, верящий в чудеса, ждущий чуда из космоса, сидели в построенном шалашике из веток на фоне приближающейся страшной и могущественной планеты. Особенно, если честно, запомнилось, как Claire металась из стороны в сторону в слезах, закрываясь руками, вертя головой. Почему-то именно её роль показалась мне наиболее приближённой к человеческому страху, безобидная, боящаяся признавать свой страх, но она признавала и плакала.

    Ларс фон Триер один из немногих режиссёров, способных снять фильм, соблюдая все неординарные детали, придающие силу всему фильму, необычность. У него это получается превосходно!

    12 июля 2011 | 17:30

    «Красота спасёт мир» — сказал один известный писатель. Верил ли он в это? И имел ли он ввиду искусство? Где тот художник, который верит, что искусство спасёт мир, покажите пальцем. Искусство не спасло ещё никого. Где теперь этот известный писатель? Где они все? В музеях, в библиотеках… До первой всемирной катастрофы. Первой и единственной.

    Вот и ещё один художник. Киношник с одним из самых красивых фильмов 2011 года. Впрочем, об этом спорят. Я говорю это, потому что пристрастен. Любое кино фон Триера убирает на раз-два-три всё вокруг. Это кино фон Триера на раз убирает все сомнения в том, спасёт ли мир красота или что-либо вообще. Потому что кино как раз об этом.

    Не стоит искать психологических мотиваций в поведении Жюстин. По меньшей мере, это глупо. Но если заняться подобной чепухой, то можно познать нечто большее, чем психологию уставшей от жизни дуры. Путь Жюстин — путь художника вообще. Художника, который ищет своё место среди людей, как бы банально это ни звучало. Вот только протест его в современном мире выражается всего лишь желанием обоссать площадку для гольфа — самое совершенное из произведений искусственности. Тем более что сам художник продаёт себя направо и налево. Рекламное агентство — уютное местечко для реализации таланта. Слава Богу, у Жюстин хватило духа осознать свою пошлость. Чуть не убив себя при этом. Не так-то легко выйти за! Но только пройдя через такое, можно взять на себя смелость сказать слова про красоту, которая должна всех нас спасти. Как прошёл через подобное тот самый известный писатель. Сказать такие слова, зная наперёд, что это ложь. Подарить надежду, зная, что впереди ничего нет.

    31 июля 2013 | 21:09

    Об отношении

    В случае с Триером вопрос о серьезности режиссера часто не кажется праздным. В контексте порой ироничной риторики уровень сложности и провокативности работ Триера создает ощущение авторской усмешки. Вот и опять: то Триер говорит, что он доволен своим фильмом, то что «стыдится его немного», то считает «игрушкой из «киндер-сюрприза»». А тут еще эта история с Гитлером… В общем, было чувство настороженности, хотя он и заявлял, что создавал «Меланхолию» от чистого сердца и не мог бы сделать ее лучше». Однако как в «Антихристе», например, так и в «Меланхолии» ощутимо и явно присутствует фигура Тарковского, а он для датчанина «воплощение Святого Духа». Поэтому если риторика противоречива, то сами знаете, чувство святого не совместимо с усмешкой.

    О жанре и интерпретации

    «Конец света» как категория, как сценарий, как текст, как фабула давно перестал быть предметом религиозного переживания. Уж слишком ощутимым он выглядел в прошлом веке. Как переживали эсхатологическое чувство ранние христиане, так и сегодня, тем более на стыке тысячелетий, предчувствие конца света не отпускает, а живет и дышит под спудом. Однако Триера не интересует тема всемирного светопреставления — это не предмет отражения ленты, это всего лишь объект изображения. При всей своей интеллектуальности датчанин довольно эмоциональный художник, поэтому конец света — лучший повод покопаться в своей собственной меланхолии, а то и пережить ее (вполне последовательно, если учесть, что во времена «Антихриста» свирепствовала депрессия). В конце концов, что еще может выпотрошить человека как не близкий и неумолимый последний час по Гамбургскому счету. Однако это не антропологическое исследование и не Откровение, да и художественные произведения лучше описывать, чем определять.

    Запустив фабулу «конца света» режиссер волей-неволей встал на поле жанра фильма-катастрофы, однако с самого начал он все сделал «неправильно» — взял и рассказал в прологе, чем все закончится. Тем самым, он сразу исключает возможность прочтения «Меланхолии» через кульминационную интригу сюжета и предлагает следить за содержанием и эстетикой полотна. Дальше больше, но, полагаю, что о жанре он думал меньше всего.

    О форме и функциональности

    Зато основательно размышлял о форме. Получилась камерная история конца света в декорациях немецкого романтизма. На мой взгляд, это не самый адекватный сегодняшнему дню стиль, он вот-вот может обратиться безвкусицей, но его энергетика отлично резонирует с историей «конца всего живого». Барочность, избыточность, пафос и, конечно, вагнеровская звуковая дорожка — все льет на эту мельницу. На это работает и пролог-увертюра, в которой как перепрограммированные коды, как своего рода архетипы фильма текут одна за другой фантазии режиссера и его персонажей. Очевидно, что несмотря на перекличку увертюры-пролога со всей оперой-фильмом ее содержание не очень функционально, как, например, не функциональны с точки зрения смыслов действия Джастин на маленьком «вернисаже» в библиотеке Клэр. Замена альбомов с работами Кандинского на Брейгеля, Миллеса и Караваджо по большому счету лишь культурная насыщенность территории фильма и провокация для интеллектуальных игр. Безусловно, можно к невесте-Джастин подтянуть образ «Офелии» Миллеса, а в замене супрематистов работами позднего Возрождения рассмотреть смену рационального более эмоциональным, но все это главным образом избыточность формы. А впрочем, «Охотники на снегу» — это оммаж Тарковскому как и многое в этой ленте: от неспешной манеры до горящего куста за окном.

    О героях и диалогизме

    Хотя есть у Брейгеля та черта, как мне кажется, которая очень точно характеризует героиню Кирстен: неправильная перспектива. На его картинах видно больше, чем может узреть очевидец изображаемого действия. В этом смысле Данст интуитивный «пророк» и ее свадебная хандра это не только внутренняя пустота, но и предчувствие летящей Меланхолии. Джастин становится воплощением природности, стихийности и интуитивности; «равнодушная» к смерти природа воплощается в Джастин. Ее природность — это обратная сторона ее меланхолии, в ней она находит покой своим экзистенциальным терзаниям и попыткам быть «нормальной». Клэр — другая женская сторона, она супер-мать и все ее смыслы и страхи сводятся к ее ребенку. Герой Сазерленда — рационалист, он надеется все объяснить, а от смерти убежать, но на деле оказывается эдаким «неабсурдным человеком», который так и не решил «главный вопрос философии» (см. А. Камю).

    Таким образом, трио главных героев — это явный и активный, не без доли иронии, формальный диалог с дуэтом «Антихриста». Но это только форма.

    О бессмертии

    Разрешая вопрос смерти, человек разрешает вопросы предельных смыслов своего бытия и ценностных ориентиров: смерть — это не конец или «наверно, после смерти — пустота // И вероятнее, и хуже Ада».

    Очевидно, что Джастин, Клэр и Джон не думают о смерти как об этапе, но относятся к этому по-разному. Джон и Джастин аксиологически пусты, в них нет ничего, что могло бы быть выше смерти. Клэр — мать, и смерть как таковая заботит ее только с этой стороны. Но есть в «Меланхолии» и другой взгляд. Ларс фон Триер представил это мировоззрение аккуратно, хотя и несколько снисходительно. Здесь стоит начать издалека.

    Сработано немного грубовато, но символический смысл фигуры коня Авраама очевиден. Авраам раньше преданно служил Джастин, но перед угрозой Меланхолии отказывается ее везти и падает перед мостом (тоже объект символичный, который можно найти и в «Антихристе»). И это, безусловно, характеризует внутренний мир Джастин. Клэр, прогоняющая Авраама, тоже красноречивый эпизод. Но Авраам играет свою роль и в третий раз: он появляется ровно тогда, когда сын Клэр выражает свою тревогу, а тётя Джастин предлагает ему в качестве убежища «волшебную пещеру». «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Как я уже говорил, довольно снисходительно со стороны Триера, но ребенок образ чистый и наивный, а главное в логике и эстетике фильма лучше не придумаешь.

    Авторский идеал

    Но есть ли среди всех этих героев авторский идеал и была ли у Триера сверхзадача? Если все-таки поверить режиссеру на слово, то он в каждом из героев, хотя главным образом Джастин. И не мудрено, поскольку фильм представляет собой, по большому счету, высокохудожественный акт психотерапии и рефлексии — в этом и есть его сверхзадача. Триер переживает свою смерть и не находит ничего большего, как заявить, что беспокоится не стоит и лучше провести это время с семьей, во всяком случае с тем, что ценишь больше всего. И в этом смысле, «Маленький отец» («Little Father») ближе всего к авторскому идеалу, поэтому именно Джастин говорит, что ему стоит в такое время быть с семьей.

    Удалось ли художнику пережить или передумать свою смерть узнаем позже. Однако если опять поверить Триеру, то кризис миновал.

    А. В.

    18 ноября 2011 | 00:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>