всё о любом фильме:

Бразилия

Brazil
год
страна
слоган«Suspicion breeds confidence»
режиссерТерри Гиллиам
сценарийТерри Гиллиам, Том Стоппард, Чарльз МакКоуэн
продюсерАрнон Милчен, Патрик Кассаветти
операторРоджер Прэтт
композиторМайкл Кэмен
художникНорман Гарвуд, Джон Бирд, Кит Пэйн, ...
монтажДжулиан Дойл
жанр фантастика, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.68 млн,    Франция  1.02 млн,    Испания  263.4 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время138 мин. / 02:18
Номинации:
Сэм Лаури вполне доволен своей жизнью, он предпочитает работу мелкого клерка и согласен мириться с необустроенным собственным бытом вопреки воле матери, входящей в элиту системы. Но внезапно он встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
45 + 1 = 46
8.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Сцена битвы с самураем, обвешанным электродеталями, пародирует сновидческое сражение Люка Скайуокера со своим отцом в пятом эпизоде и одновременно символизирует любовь Гиллиама к фильмам Акиры Куросавы.
    • Терри Гиллиам сожалел по окончании съемок о том, что отклонил кандидатуру Эллен Баркин на главную женскую роль.
    • В 2004 году фильм «Бразилия» был включён журналом Total Film в двадцатку величайших английских фильмов всех времён. В 2005 году кинообозреватели журнала Time Ричард Корлиш (Richard Corliss) и Ричард Шикель (Richard Schickel) назвали «Бразилию» в числе 100 лучших фильмов всех времён. В 2006 году «Channel 4» незадолго до показа по «BBC Four» признал «Бразилию» одним из «50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть».
    • Год создания фильма — 1984 — совпадает с названием известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла. Первоначально фильм должен был называться «1984 ½» и музыкальной темой должна была быть песня Malia Elena, однако в середине съёмок режиссёр изменил тему и название, как более подходящую содержанию. Кроме того, офис министра информации в фильме располагается на 84 этаже здания.
    • В фильме спародирован знаменитый эпизод из картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин»».
    • С этим фильмом Терри Гиллиам объездил 80 стран и в каждой ему говорили одну и ту же фразу: «Знаете, а в вашем фильме есть частичка и нашей страны».
    • Лейтмотивом фильма является песня 1939 года «Aquarela do Brazil» Эри Барросо, исполняемая в различных вариациях — от возвышенных и воодушевляющих до угрожающе зловещих.
    • На роль, которую получила Ким Грайст проходили кастинг такие актрисы, как Келли МакГиллис, Эллен Баркин, Кэтлин Тёрнер, Джейми Ли Кёртис.
    • Арнон Милчэн рекомендовал на одну из ролей в фильме Роберта Де Ниро.
    • В сценах снов Сэма Лаури использованы виды неба, созданные для «Бесконечной истории» Вольфганга Петерсена, но не вошедшие в нее.
    • еще 7 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Наиболее амбициозный проект талантливого художника, аниматора, режиссёра и комического актёра Терри Гиллиама, который, расставшись с абсурдно-юмористической британской группой «Монти Пайтон» (из её состава участвует в «Бразилии» только Майкл Пейлин), дал полную волю своей неиссякаемой фантазии. Вдобавок ко всему в этом фильме, грандиозном по декорациям и размаху съёмок, он ещё сильнее подчеркнул манеру острой социальной сатиры, опробованную в несколько сказочной форме в «Джэбберуоки». И явно намекнул не только на знаменитый пророческий роман «1984» Джорджа Оруэлла (тем более что работа над лентой шла в том же 1984-м!), но и на традиции кафкианского, уже мрачно-абсурдного стиля. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 7838 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вчера досмотрел фильм «Бразилия». Он оставил странное ощущение недосказанности. Похоже автор хотел вложить в это кино слишком многое, только вот что именно и каким путем — не до конца продумал.

    Из-за этого, к сожалению, картина получилась серьезной и доступной лишь наполовину. Подкупает заглавная песня «Brazil». И после ознакомления с этим абстрактным миром будущего напеваешь его мотив целый день.

    Нельзя не отметить необычные декорации. И нельзя сказать, что они красивы, нет, все в этом фильме имеет форму кривого зеркала по отношению к нашей реальности, но то, что декорации стоит выделить как заслугу создателей, — бесспорно.

    16 февраля 2007 | 13:04

    Общество благоденствия прекрасно! Каждому, кто вджобывает во имя рождающего уверенность подозрения, обещан гиперкуб со всеми благами. Но это первое впечатление, которое лжет и не краснеет, строением местная формация напоминает ВАЗ — баклажановая краска легла ровным слоем, но Кузьмич явно что-то недокрутил. Утопия из автоматизированных райских кущ превращается в наплевательство, преступлением признается все, даже починка кондиционера в обход сервисного центра, а муха, попавшая в клавиатуру ЭВМ, может перевернуть судьбу несчастного Баттла, его соседки и недотепы Сэма Лаури. Сэм, нет, не Байрон, а другой, еще неведомый избранник, ведет неприметную жизнь ложемента от того самого ВАЗ. Спутники его ретрофутуристического утра — недожаренные тосты, недоглаженная рубашка и недосчастливый взгляд, но он упорно изо дня в день играет одну и ту же мелодию на добре бюрократии. О том, что судьба человека трагична, даже если он похож на мошкару и лопоух, и о том, как действует принцип «Кто владеет информацией, тот владеет миром», рассказывает культовая лента Гиллиама.

    История создания картины должна ненавязчиво напоминать о том самом произведении Оруэлла, но в ассоциативном ряду нет места ни году рождения Скарлетт Йоханссон, ни товарищам Замятину и Марсову. Ведь несмотря на мрачную атмосферу тоталитаризма, в «Бразилии» нет розовых билетов, сексуальных часов или детоводства. Даже душа у Сэма не образовалась в ходе болезни на букву Л (и это не ленинизм), а спокойненько существовала без внешнего вмешательства, унося своего владельца в икаровские сновидения еще до разворачивающихся в картине событий. Сценарная основа фильма это не рассуждения о крахе антиутопического устройства. Если и проводить литературные аналогии, то творение Гиллиама выглядит так, как если бы Салтыков-Щедрин сатирил киберпанком. Вспоминая творчество режиссера в комик-труппе «Монти Пайтон», понимаешь, что все происходящее на экране не всерьез, а пародирует кривое зеркало современного автору общества, пусть в нем и нет девочки Яло. Ар-деко приходится здесь как нельзя кстати, зритель из 80-х словно смотрит на окружающий мир глазами прошлого, но безошибочно узнает приметы настоящего. Индустриальное общество уже обзавелось накрахмаленной приставкой пост, а главным капиталом становятся знания, та самая информация, отдел по обеспечению которой является ключевым и в государственном аппарате «Бразилии». Количество чиновничьих псевдоединых окон растет в тригонометрической прогрессии, а работники офисов принимаются за обязанности только под зорким оком начальства. Каналы вещают лишь удобные новости по ту сторону изъеденного молью занавеса, а клетушки социального жилья возводятся стройными бесфундаментными рядами. Естественной реакцией прирожденного кафкианца становится взгляд на происходящее изнутри фантазера-башмачкина Сэма.

    Очевидно, герою некомфортно не от страха быть защекоченным до смерти сталинскими усами. Он элементарно не в состоянии выдерживать модерновую гонку за место под соснами и никак не может или просто не хочет выбраться из-под каблука своей родительницы. Душка Сэм — всего-то маменькин тюфяк. Потеря им внутреннего стержня никак не связана с несправедливостью системы, он вполне живет в ладах с ее порядками. Вспомним, угрызения совести не диагностировались у героя при решении вопроса ошибочной казни с вдовой опечаточного Баттла. Сэм хочет скромно носить старенькое пальто и поношенную шляпу, не привлекая к своей персоне особого внимания, а предстать кудрявым золотокрылым героем он может и под пуховой периной. Привычка геройствовать по законам фантазий приводит к неприспобленности к реальности. Она вызывает цепи и кольца фатальных ошибок, которых можно избежать, будь герой чуть предприимчивее. Только в мире сновидений удается на равных бороться с самураем на глиняных ногах, приветствуя Снайдера через временной континуум. Этот подвиг совершить легче, чем проехаться по министерскому лифту и прокрасться в тайное хранилище информации, чтобы порыцарствовать на этот раз с широко открытыми глазами. Сэм попросту счастливее в юдоли грез, от того гнетущий поначалу финал после осмысления кажется продолжением злой карикатуры Гиллиама, теперь уже не на общественные процессы, а на эскапизм.

    Создатель отправляет свое дитя плутать по коридорам без начала и конца, помещает в пространство, до отказа заполненное винтажными нанотехнологиями. Он лепит планктоновость комическими сценами, а диссоциативность фентезийными мотивами. Но в итоге зритель видит самого себя, маленького и испуганного, мечтающего о подвигах, но боящегося выйти за пределы вымытой мистером Пропером раковины. Незавидная судьба Сэма, слишком поздно и неумело решившегося на полеты не только во сне, но и наяву, намекает — не надо избегать безбрежных чаяний и в оковах несовершенных государственных устройств, нужно лишь относиться к этим тискам так же снисходительно, как те — к своим гражданам. «Маски палачей с изображениями пухлощеких младенцев не очистят плевру системы, она сама рано или поздно захлебнется в своих нечистотах» — этот девиз проносит через десятилетия символ нонконформизма электрик- фрилансер.

    15 декабря 2013 | 18:43

    Скромный клерк Сэм Лоури, работающий в министерстве информации, беспрекословно подчиняется начальству и насмерть запуган технократической диктатурой. Он является невидимым винтиком в жерновах всесильного бюрократического молоха — огромной государственной машины. И хотя Лоури всячески старается избежать неприятностей, они все-таки его находят…

    По долгу службы Сэму приходится следовать идиотским предписаниям — проверять канцелярские счета. Однажды он замечает в одном из документов ошибку, которая может привести к аресту невинного человека. Сэм решает исправить этот казус, но его благое намерение вызывает цепную реакцию странных совпадений и еще более загадочных событий, окончательно усугубляющих ситуацию.

    В результате полиция начинает преследовать уже самого Лоури, которому даже в самом страшном сне не могли присниться масштабы последствий его деяния. Крошечная опечатка оказалась способна пошатнуть тоталитарный режим, державшийся на великом множестве несоразмерных глупостей и запретов, придуманных системой для того, чтобы обывателю не оставалось ничего другого, как только безропотно повиноваться…

    Фильм бывшего «монти-пайтоновца» Терри Гиллиама представляет собой фантастический трагифарс в духе «Процесса» Франца Кафки и антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Англичане экранизировали роман Оруэлла как раз в обозначенное в названии время, то есть всего за полгода до выхода «Бразилии», премьера которой, в свою очередь, состоялась 20 февраля 1985-го, то есть за полтора месяца до объявления Горбачевым официального старта нашей Перестройки. Можно сказать, что этот «двойной удар британского кино» невольно предвосхитил кардинальные перемены в нашем обществе.

    Сюрреалистическая, истинно кафкианская фантасмагория разворачивается на фоне некоего вымышленного мира и постепенно перерастает в чистый гротеск и совсем уже язвительную сатиру, да еще и с элементами абсурдного юмора. Сэм Лоури сразу заставляет вспомнить незабвенного Йозефа К., который так же терялся в бесчисленных, запутанных лабиринтах аппарата и власти. А казуистическая игра с фамилиями героев — Баттл/Таттл — напоминает не только роман Кафки, но еще и тыняновского «Поручика Киже».

    В этом, самом амбициозном своем проекте Гиллиам сподобился сотворить, ни много ни мало, новый «Метрополис» — город будущего, состоящий из стекла, бетона, труб, кабелей, рекламных щитов и утопающий в ядовитых дымах химических заводов. При всем богатстве драматургической выдумки (одним из соавторов сценария здесь выступил сам Том Стоппард), авторская фантазия лучше всего проявляется в декорациях, столь монументальных, что с какого-то момента история будто бы начинает «проседать под тяжестью футуристических конструкций». Этому способствует и фирменный авторский стиль, отличавшийся визуальным, образным и информационным перенасыщением каждого кадра.

    Несмотря на то, что Гиллиаму удалось создать почти абсолютное ощущение пребывания в «городе будущего», он ухитрился добиться этого за сравнительно небольшие деньги, всего-то за $15 млн. К слову сказать, «Бразилия» стала одним из последних больших фантастических фильмов, где основной упор делался именно на «живые декорации», а не на цифровые спецэффекты, пришедшие им на смену.

    По окончанию монтажа у режиссера возникли некоторые разногласия с продюсерами, настаивавшими на хэппи-энде. И Гиллиам пошел на это (равно как и на некоторые сокращения), поскольку был крайне заинтересован в удачном прокате, открывающем ему в перспективе двери Голливуда. И все же при всех его стараниях и компромиссах, «Бразилию» нельзя назвать коммерчески удачным проектом: $29 млн., собранных в мировом прокате, лишь вернули студии бюджетные затраты.

    Что же касается названия, часто ставящего в тупик смотрящих, то никакой южноамериканской страны Бразилии здесь нет и в помине: заголовком фильму послужила одноименная песня, мимоходом звучащая на фоне развивающихся событий.

    23 августа 2012 | 21:08

    Сильно наслышанный мною фильм Терри Гиллиама «Бразилия» наконец-то попал на мой прицел просмотра на этих выходных. Увы, данное кино по вкусу мне не пришлось.

    Бесспорно, это классика фильмов вышедших в двадцатом веке, он правдив и истинно трагичен. Потрясли меня декорации, музыка, но свое негативное впечатление объяснить могу только тем, что фильм на самом деле смотреть тяжело и неприятно. Неприятно смеяться в тот момент, когда сам понимаешь, насколько правдивы те эпизоды абсурда.

    Тем не менее, несмотря на свой идеологический подтекст, фильм найдет своего зрителя. Но меня среди них нет. Откровенно и правдиво.

    4 из 10

    7 октября 2008 | 16:34

    Раньше много фильмов смотрел. И мне давно советовали посмотреть этот фильм. Утверждали, что это фильм на вкус и понимание и тебе это понравится. Я еще тогда не был таким поклонником Гиллиама как сейчас. Посмотрев фильм, я научился видеть все изнутри и стал поклонником Гиллиама.

    Сэм Лоури работающий в информационном отделе получает работу: Исправить ошибку информационного отдела, потому что информационный отдел не может ошибаться. Чудом понятно какой год, какой век. Главное не время. А система.

    Система которая нами управляет. Люди работают и подчиняются системе, живут на «бумагах». Везде справки, штампы и всякая бюрократическая резня.

    Кто-то захотел пойти против системы и спасти жизнь другого человека. А точнее Сэм Лоури решил спасти ту девушку, которая интересовалась, почему убили невинного человека. В конце понятно, что случается с теми кто идет против.

    Есть момент, где друг Сэма, который работает в каком-то странном отделе играет со своей дочерью и одновременно выполняет свои обязанности: Убивает. Притом делает это так спокойно. В этом есть какая-то отражение нашей реальности.

    Его мать и ее подруга. Пластические операции. В фильме режиссер старается показать, насколько это противно. Ведь это и в правде противно. Нередко в шоубизнесе можно увидеть знаменитостей, у которых были неудачные операции. Поэтому в фильме ничего нового не выдумывали, просто показывали с долей юмора и отвращения.

    - Что с вами!?
    - У моих осложнений появились осложнения. Но доктор сказал, что через пару операций я буду прыгать как юная газель.

    Теракт. Насколько часто случается теракт и как мы на это реагируем. Да уже реагируем так как герои фильма. Сидят они в ресторане, часть ресторана взрывается. Оффициант приносит и ставит ограждение, чтобы последствия теракта им не мешало продолжать обедать.

    Кто люди. На этот вопрос не трудно ответить, если вспомнить фрагмент, когда «виновных» везут в специальный отдел в машине одев на них какие-то скафандры. Они уже частная собственность государства. Не понятно, что с ними будет дальше.

    Без бумаги ты не какашка. Конечно нельзя забыть, как герой применяет как принцип системы против неё же, когда хотел отвязаться от сантехников. Он всего лишь попросил справку.

    Иной мир или наш? В фильме много деталей выдуманы. Чтобы создать иной мир в наших глазах. Художники и режиссер хорошо постарались. Дома, рабочие места, автомобиль Сэма, компьютеры.

    Если посмотреть через призму, похоже на реальность. Может просто мне так кажется.

    Безусловно

    10 из 10

    13 марта 2011 | 01:45

    Бразилия. Кино о Системе, которая изуродовала и так столь абсурдную действительность. Тема не новая, давно гениально раскрытая мастерами Рэем Брэдбери, хотя бы в «451 градус по Фаренгейту», который, кстати, так и не был достойно экранизирован, Кеном Кизи в «Кукушке», изуродованной Форманом, и в том же «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» Гиллиама, фильме, удавшийся ему на славу. «12 обезьян» тоже из той области, но не с столь глубокой мыслью. Так вот от Гиллима я ожидала большего.

    Идея понятна, да, оригинально, но этого так мало! Фильм скучный от начала до конца. А разве это не самая главная задача кинематографа- заинтересовать, зацепить? Брать только информационной функцией бесполезно. Задумываться о бредовой бюрократии, цинизме, жестокости, мизантропии фильм заставляет, но и заставляет постоянно смотреть на таймер, в ожидании завершения фильма. Скучно, блекло. Очень напоминает третьесортные американские фантастические сериалы 80х годов. Понятно, те же технические несовершенства и наивное представление о бедующем человечества. Вообще, для 80х такой путь американизации вполне реален, тенденции времени показаны прекрасно. Но столько здесь Гиллиама! Фантазии, карикатуры, бред, бред, бред. Ждешь развития сюжета, а видишь только беготню главного героя по абсурдным коридорам и комнатам. И все, что он смог, это поменять в компьютере информацию? Скучно, на Бразилию уж точно не похоже. Слишком уж все похоже на глупый сон, потому что столько абстракций и бреда приходится выносить только во сне. По мне, так фильм должен быть увлекательнее, осмысленнее, не уподобляться комиксу, а ведь на комикс он больше всего и похож. Постоянно повторять и окунать зрителя в атмосферу труб, стен, взрывов и глупости не нужно, мы уже все поняли еще в самом начале, господин Гиллиам! Видно те, кто так хвалят фильм, были просто под впечатлением от роли Де Ниро и оригинальным и неожиданным финалом. Только это и может запомниться в скучнейшем фильме. Ну и игра Джонатан Прайса как всегда хороша. О Дениро молчу. Лучик света в тягостной скуке.

    6 из 10

    23 октября 2009 | 09:14

    Задолго до просмотра фильма я прочитал большинство произведений о утопиях. Это и Джордж Оруэлл, и Олдос Хаксли и даже Евгений Иванович Замятин, о котором все вечно забывают, не смотря на то, что он, как раз, был родоначальником подобного жанра. Видел и «О дивный новый мир» и «1984». Хотя фильм снят в далеком 1985 году, здесь нет никаких отрицательных упоминаний о Советском Союзе.

    Данная картина вне всякого сомнения не является экранизацией, а продуктом собственной фантазии режиссера, которая, как мы хорошо знаем, у него на редкость богатая.

    Сюжет динамичный и насыщенный. Главный герой обычный чиновник, который живет в двух мирах — реальном и фантазиях. Еще бы, ведь реальность совсем не такая, как хотелось бы. Он, как и все, хочет любви и быть любимым. Он готов отдать все ради своего счастья. Но, к сожалению, мир вокруг настолько структурирован, что не может позволить наслаждаться одному человеку своим счастьем. Не смотря на свой обычный стиль, режиссер в этой картине необычайно жесток со смелым мечтателем.

    Картина очень сильная. По настоящему заставляет о многом задуматься. Прежде всего о том, что мы сами реально готовы отдать ради своего счастья. Готовы ли мы променять обычную стабильность на любовь?

    Талант режиссера на высоте. При просмотре у меня было ощущение, что фильм снят совсем недавно, может быть в 200 или в 2005 году. Я был сильно удивлен, что в далеком 1985 году можно было создать что-то подобное. Безусловно режиссер гений.

    10 из 10

    13 января 2013 | 20:16

    Заполняйте формы, дамы и господа, штампуйте, бегите поставить печать, найти нужную подпись, а перед этим простоять в очереди пол дня, а то и больше… и вернуться на следующий день сделать то же самое. И всё это создано людьми, для людей, что бы сделать их рабами системы, бюрократической системы всего мира, уверен, что во многих странах мира бюрократия правит балом, не только у нас.

    А фильм «Бразилия» хорошенько смеется над этой системой, доказывая, что любая ошибка может вызвать некий дискомфорт для бюрократов, но победить их сложно. В эпизоде, где непосредственный начальник героя фильма боится и надеется, что бы о допущенной ошибке никто не узнал т. к. это тут же отразится на нем, показывает, как система хрупка и всё равно надежна, но дело в том, что даже выйди известие об ошибке наружу ничего не изменится, как бы чиновники не держались за свои места. Да и всегда найдется тот, кто эту ошибку попытается устранить или сделать не заметной, как герой фильма, но удастся ли ему или он станет заложником ситуации и начнётся фильм?

    Притом первое вытекает из второго, но устранение ошибок хорошо отлаженного механизма, очень тяжёлый труд, для этого нужно сделать гораздо больше, чем кажется, и даже если найдутся нужные документы и правомерные действия герой станет перед выбором, что же любовь или система. С самого начала фильма идёт намек на то, что главный герой фильма не очень то любит эти правила (например, в ресторане, где все заказывают блюда по номерам, только он ещё называет название — стэйк, частичка механизма ещё не стала её рабом).

    И очевидно, у людей свободных, могут быть проблемы с законом в тоталитарном государстве. А служители закона тут просто что-то с чем-то, словом десять баллов. Сначала вломятся, разбив окна и двери и потолок, а позже ещё и предъявят документы, мол, распишитесь, мы его забираем, он наступил на ногу участкового… вот ваш чек.

    Мне хотелось посмотреть этот фильм, со дня как тема появилась на форуме КиноПоиска в основном из-за де Ниро, которого в фильме преступно мало и герой которого тоже не является рабом бюрократической системы, диктующей миру свои условия и законы и как хорошо, что есть те, кто пытается с этим бороться, и тот кто над этим смеется (я бы даже сказал, издевается над ней), как режиссёр фильма Гиллиам, это одна из его лучших работ, однозначно.

    Фильм получился местами очень даже смешным, я давно так не смеялся над мелочами, которыми фильм напичкан, режиссёру удалось сделать их заметными, но не выделяющимися над основной темой картины. Музыка к отлично фильму подобрана местами, очень хорошо передаёт обстановку. Сны героя сделаны красиво, птица, героическая птица свободы… от бумаг.

    Бюрократия легко обрубает крылья людям, а вот обрубить крылья ей практически невозможно…

    Фильм напоминает «Процесс», такой же мир вокруг правил, и сложно выбрать, что же лучше, как хорошо, что картин на данную тему мало.

    20 июня 2006 | 13:18

    Фильм «Бразилия» Терри Гиллиама — это не кино про белый песок или про бирюзовый океан, где на пляже «Леблон» или «Капакабана» слышны крики чаек и шум прибоя. Нет — это кино не про ту Бразилию, как можно подумать в самом начале, это настоящая антиутопия, в самых ярчайших её формах. Бразилия — не в честь государства в Южной Америке, а в честь мифического острова «Бразил» близ Ирландии. Терри Гиллиам создал по-истине впечатляющую, острую, а в тоже время тонкую социальную сатиру над тоталитарным государством, где высмеивается «система» вообще и общество в частности.

    Разоблачение бюрократического строя, которое демонстрировал нам на протяжении всего фильма Сэм Лаури (Прайс), является примером совести, морали и стремления, пусть и не доведенной до конца. Его ценности вдруг приобретают видимый оттенок его желаний: вывести, так сказать, на чистую воду весь приславутый отдел «сбора информации», который по всё той же иронии судьбы, убрал по ошибке не того. Априори будучи в элите той «системы», характер и взгляды Сэма меняются по-ходу сюжета в лучшую сторону, он будто бы прозревает — видя в снах, да и наяву, ту девушку Джил (Грайст) о которой мечтал и грезил. И ради которой готов пойти на всё…

    Декорации, костюмы, атмосфера — всё под стать Гиллиаму, всё за, что я люблю его фильмы, всё тут присутствует. Это и бесконечно-анекдотические фразы и монологи, это и непередаваемая атмосферность его созданных миров, конечно же исключительный дресскод и ювелирно подобранная музыка. «Бразилия» же обошла стороной зрелищность и юмор. Нет, с сатирой у «старины» всё отлично: шарж по бюрократии и гротеск по империализму замечен был. А вот здоровый юмор, который всегда был завсегдатаем в его картинах, а не такой абсурдный, как здесь, замечен не был. Разве, что инженер по отоплению Арчибальд Таттл (Де Ниро), изредка напоминал, как действует умора, не давая расслабляться скулам. А «зрелищность» в фильме, вообще приняла позу догоняющей кобылы на скачках, ибо к финишу первым пришла «трагиидея» или трагисмысл в искажённой фантасмагории.

    Как-то так!

    30 ноября 2014 | 23:00

    Жанр идейной антиутопии всегда желанный гость у мыслящих людей. Правда, существует расхожее мнение, что это скорее жанр литературы, а не кинематографа, однако «Бразилия» отлично рушит этот заезженный стереотип. Великий «бум» антиутопий пришелся на первую половину XX века: первооснова в виде произведения Замятина «Мы», далее Хаксли и его « О дивный новый мир» и, наконец, Оруэлл с его «1984». Собственно «Бразилия» же интересна тем, что в ее основу не был заложен какой-либо конкретный литературный труд, хотя несомненное влияние вышеупомянутых творений чувствуется весьма явно. (Особенно это касается оруэлловского произведения: недаром год создания фильма — 1984).

    Итак, жанр этой картины — сатирическая антиутопия. Впрочем, лейтмотивом сюжета «Бразилии», в отличие от «1984», является разоблачение бюрократического аппарата и раскрытие порочности Системы как таковой, а не влияние ее на умы людей. Однако всеобщая тоталитарность мира бесспорно присутствует, хотя это скорее культ «бумажек», нежели какой-то определенной личности.

    - …Так к чему эта бумажная волокита?

    - Но все-таки для чего-то она нужна…


    Тоталитарность также чувствуется и в других характерных для нее вещах: бесхитростное уничтожение людей в стенах мрачного здания, «несущего мир и справедливость»; страх маленьких людей перед системой и полное и беспрекословное ей подчинение; монументальная, давящая архитектура. И даже такая малозаметная мелочь, как лозунги, которые ненавязчиво возникают в кадре и сообщают гражданам прекрасные истины (‘The truth shall make you free’).

    Главный герой (Сэм Лоури) — человек, погрязший в бюрократической Системе, но еще не совсем потерянный для адекватного восприятия действительности. По традициям жанра, от ментального забытья его спасает образ прекрасной девушки, преследующей его как во снах, так и наяву. Происходящие события роняют в его застывшую душу зерна сомнения, которые вскоре пустят животворящие ростки. Герой меняется, взрослеет, осознает всю пронзительную неправильность окружающего мира и отчаянно, самоотверженно борется за новоприобретенные идеалы. Классический образ для такого рода произведений.

    В общем, фильм в качестве очередной пилюли против тоталитаризма и толчком к сравнительному анализу современной и фантастической действительности очень удался. А теперь, наконец, можно поговорить о нем как о творении великого Терри Гиллиама.

    Эту картину можно назвать своеобразным началом творческого пути именитого режиссера (не считая более ранних «монтипайтоновских» сюжетов). В ней уже чувствуется некая безрассудная трагичность и абстрактная «фэнтезийность», которая присуща его фильмам. Стилем она напоминает «Короля-рыбака»: в обеих лентах мы видим идею своеобразных галлюцинаций главного героя на тему борьбы в образе рыцаря против великого зла. Тонкое ощущение драматизма пронизывает «Бразилию» насквозь, захватывает и поглощает, и лишь кое-где обнаженная сатира спасает от полного душевного краха.

    Безусловно, «Бразилия» — всецело детище Терри Гиллиама. Он чувствуется и в нарочито небрежных ракурсах, и в удушающей атмосфере фантазии, и в футуристических декорациях, и в психоделичных видениях героя. Он выступает в роли не сказочника, но злого гения-фантаста, при этом соблюдая все каноны жанра и привнося в картину свое чуткое видение мира. Он неимоверно талантливо показывает разум через чувства, заставляя зрителя эмоционально переживать и одновременно анализировать. Он настоящий художник — уже тогда, в 84-м, он был подлинным гением кинематографической поэзии, полной художественных образов. Именно благодаря нему в картине присутствует незримая надежда, которую вряд ли можно найти у Оруэлла.

    Масштабность съемок и декораций весьма впечатляет (особенно в контексте тех лет). Чувствуется, что Гиллиам полностью отдает себя искусству: жесты, кадры, диалоги — все это доведено до безупречности. Актерское искусство на высоте: небезызвестный Джонатан Прайс, отлично сыгравший роль ключевой фигуры, и де Ниро, которого хоть и мало, но всегда очень уместно.

    Итак, резюмируя: «Бразилия» может по праву считаться подлинным произведением искусства, совершенной и в плане замысла, и в плане реализации. И все благодаря Терри Гиллиаму. Однозначно для широкого круга зрителей.

    16 сентября 2009 | 03:48

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>