всё о любом фильме:

Бразилия

Brazil
год
страна
слоган«Suspicion breeds confidence»
режиссерТерри Гиллиам
сценарийТерри Гиллиам, Том Стоппард, Чарльз МакКоуэн
продюсерАрнон Милчен, Патрик Кассаветти
операторРоджер Прэтт
композиторМайкл Кэмен
художникНорман Гарвуд, Джон Бирд, Кит Пэйн, ...
монтажДжулиан Дойл
жанр фантастика, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.68 млн,    Франция  1.02 млн,    Испания  263.4 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время138 мин. / 02:18
Номинации:
Сэм Лаури вполне доволен своей жизнью, он предпочитает работу мелкого клерка и согласен мириться с необустроенным собственным бытом вопреки воле матери, входящей в элиту системы. Но внезапно он встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
45 + 1 = 46
8.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Арнон Милчэн рекомендовал на одну из ролей в фильме Роберта Де Ниро.
    • В 2004 году фильм «Бразилия» был включён журналом Total Film в двадцатку величайших английских фильмов всех времён. В 2005 году кинообозреватели журнала Time Ричард Корлиш (Richard Corliss) и Ричард Шикель (Richard Schickel) назвали «Бразилию» в числе 100 лучших фильмов всех времён. В 2006 году «Channel 4» незадолго до показа по «BBC Four» признал «Бразилию» одним из «50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть».
    • В фильме спародирован знаменитый эпизод из картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин»».
    • Год создания фильма — 1984 — совпадает с названием известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла. Первоначально фильм должен был называться «1984 ½» и музыкальной темой должна была быть песня Malia Elena, однако в середине съёмок режиссёр изменил тему и название, как более подходящую содержанию. Кроме того, офис министра информации в фильме располагается на 84 этаже здания.
    • С этим фильмом Терри Гиллиам объездил 80 стран и в каждой ему говорили одну и ту же фразу: «Знаете, а в вашем фильме есть частичка и нашей страны».
    • Лейтмотивом фильма является песня 1939 года «Aquarela do Brazil» Эри Барросо, исполняемая в различных вариациях — от возвышенных и воодушевляющих до угрожающе зловещих.
    • На роль, которую получила Ким Грайст проходили кастинг такие актрисы, как Келли МакГиллис, Эллен Баркин, Кэтлин Тёрнер, Джейми Ли Кёртис.
    • Терри Гиллиам сожалел по окончании съемок о том, что отклонил кандидатуру Эллен Баркин на главную женскую роль.
    • В сценах снов Сэма Лаури использованы виды неба, созданные для «Бесконечной истории» Вольфганга Петерсена, но не вошедшие в нее.
    • Сцена битвы с самураем, обвешанным электродеталями, пародирует сновидческое сражение Люка Скайуокера со своим отцом в пятом эпизоде и одновременно символизирует любовь Гиллиама к фильмам Акиры Куросавы.
    • еще 7 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Наиболее амбициозный проект талантливого художника, аниматора, режиссёра и комического актёра Терри Гиллиама, который, расставшись с абсурдно-юмористической британской группой «Монти Пайтон» (из её состава участвует в «Бразилии» только Майкл Пейлин), дал полную волю своей неиссякаемой фантазии. Вдобавок ко всему в этом фильме, грандиозном по декорациям и размаху съёмок, он ещё сильнее подчеркнул манеру острой социальной сатиры, опробованную в несколько сказочной форме в «Джэбберуоки». И явно намекнул не только на знаменитый пророческий роман «1984» Джорджа Оруэлла (тем более что работа над лентой шла в том же 1984-м!), но и на традиции кафкианского, уже мрачно-абсурдного стиля. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 7846 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм «Бразилия» очень напомнил роман Оруэлла «1984», который, кстати, мне совершенно не понравился. Но кино и книга показались мне схожими не столько из-за смысловой их нагрузки, сколько из-за методов ее реализации. Все же творение Гиллиама далеко от антисоветской пропаганды и носит в себе скорее антиглобалистические идеи, по крайней мере я там не увидела явного намека на ужасы коммунистического строя. А вот само устройство госучереждений в Бразилии до боли напоминает бюрократический аппарат Оруэлла, хоть яркость и масштаб картины и отвлекают нас от подобных параллелей.

    В целом же мы видим яркую, гротескную, чем-то напомнившую мне рассказы Салтыкова-Щедрина обертку, которая как будто пытается скрыть серость, мрак и мерзость начинки, повествующей о Системе. И прекрасно понятно, что так и было задумано, но я вот только никак не пойму зачем. Зачем было нагромождать так много мишуры, всех этих блестящих декораций и непонятных сцен. Сатира и гротеск это, конечно, хорошо, но иногда режиссер как будто заигрывается со своим любимым инструментом и уже без всяких там подоплек рисует перед нами мир абсурда и фантастики. И вот что с этими неудержимыми фантазиями делать, мне, лично, не понятно: я ведь смотрю пародию, а тут, вроде как, выясняется, что это лишь декорация.

    Я так подозреваю, что контраст внешне роскошной и внутренне абсолютно нищей жизни в Бразилии — это стилистический прием, однако, когда к этому подмешивается еще и противопоставление миру снов главного героя, все это превращается в какую-то кашу. Хотя и без этого антагонизм мне показался не очень вменяемым, потому что было тяжело проникнуться как глубиной и чистотой чувств Сэма и Джил, так и безжиненностью и серостью большинства остальных персонажей — все это прошло как-то по касательной, уступив место красивым крыльям и сложным механизмам. По этой же причине грузный пессимизм концовки совершенно не соответсвует легкомыслию всей этой истории(зато соответсвует книгам «1984» и «Над кукушкиным гнездом»).

    Может, если бы я не читала ни Оруэлла, с его тягостным мраком и бессилием, ни Кизи, с его тончайшей препарацией человека в Системе, фильм «Бразилия» произвел бы на меня большее впечатление. Но я все это читала, как и, несомненно, Терри Гиллиам, и, за неумением ловить кайф от такой вот «сновиденческой» эстетики, я досадую на мрачное и безысходное, как от «1984», послевкусие и на бесполезность для меня облегченных идей «Над кукушкиным гнездом».

    4 июня 2010 | 00:01

    Бразилия. Кино о Системе, которая изуродовала и так столь абсурдную действительность. Тема не новая, давно гениально раскрытая мастерами Рэем Брэдбери, хотя бы в «451 градус по Фаренгейту», который, кстати, так и не был достойно экранизирован, Кеном Кизи в «Кукушке», изуродованной Форманом, и в том же «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» Гиллиама, фильме, удавшийся ему на славу. «12 обезьян» тоже из той области, но не с столь глубокой мыслью. Так вот от Гиллима я ожидала большего.

    Идея понятна, да, оригинально, но этого так мало! Фильм скучный от начала до конца. А разве это не самая главная задача кинематографа- заинтересовать, зацепить? Брать только информационной функцией бесполезно. Задумываться о бредовой бюрократии, цинизме, жестокости, мизантропии фильм заставляет, но и заставляет постоянно смотреть на таймер, в ожидании завершения фильма. Скучно, блекло. Очень напоминает третьесортные американские фантастические сериалы 80х годов. Понятно, те же технические несовершенства и наивное представление о бедующем человечества. Вообще, для 80х такой путь американизации вполне реален, тенденции времени показаны прекрасно. Но столько здесь Гиллиама! Фантазии, карикатуры, бред, бред, бред. Ждешь развития сюжета, а видишь только беготню главного героя по абсурдным коридорам и комнатам. И все, что он смог, это поменять в компьютере информацию? Скучно, на Бразилию уж точно не похоже. Слишком уж все похоже на глупый сон, потому что столько абстракций и бреда приходится выносить только во сне. По мне, так фильм должен быть увлекательнее, осмысленнее, не уподобляться комиксу, а ведь на комикс он больше всего и похож. Постоянно повторять и окунать зрителя в атмосферу труб, стен, взрывов и глупости не нужно, мы уже все поняли еще в самом начале, господин Гиллиам! Видно те, кто так хвалят фильм, были просто под впечатлением от роли Де Ниро и оригинальным и неожиданным финалом. Только это и может запомниться в скучнейшем фильме. Ну и игра Джонатан Прайса как всегда хороша. О Дениро молчу. Лучик света в тягостной скуке.

    6 из 10

    23 октября 2009 | 09:14

    О данном фильме уже написано огромное количество статей, потому что помимо самого фильма, интересна история и его создания и появления на экран. Конечно главная заслуга тут именно режиссера — Терри Гиллиама, режиссера «Монти Пайтон и священный Грааль» 1975 года. Будь он менее напористым и упертым, мы бы увидели эту картину совсем в другом формате, чисто голливудском.

    Сюжет у фильма продуман до мелочей, этот тот фильм, который необходимо смотреть не отрываясь от экрана, не бегая пописать или не в процессе глажки. Гиллиам создал целый утопический мир, мир серый, безжалостный, искусственный, где правит бюрократия и лицемерие. Именно со сбоя в бюрократической системе и начинается фильм. Я не собираюсь пересказывать сюжет, единственное скажу, что в нем есть всего понемногу и юмор и любовь и безысходность и даже… Роберт де Ниро в роли сантехника — революционера. Данная лента не всем придется по вкусу, потому как является видением данного мира именно самим Гиллиамом и не попыткой взорвать мозг зрителю и удивить его абсурдностью некоторых ситуаций или спецэффектами, это не Аватар.

    Нестандартные ходы сделаны не для гламура или выпендрежа, а для переноса зрителя в удивительный мир режиссера. Только зрителю нужно поверить и с головой окунуться в будни главного героя. Это не фильм-развлечение, за два с лишним часа, я пережил много эмоций, где то посмеялся, где то взгрустнул, где то даже мурашки по коже пробежали. Но я точно не зевал. И после просмотра я остался под очень сильным впечатлением. Не как после терминатора 2, а как после книжки «1984» Оруэлла (многое взято именно оттуда, кстати). Это нуар, снятый в рэтро стиле, но в футуристическими декорациями. В первый раз я посмотрел этот фильм в лет 14 и, каждый раз пересматривая, в процессе взросления открывал для себя в нем что то новое. Любовь к неформатному кино у меня началась именно с этой картины и как настоящее неформатное кино оно стоит особняком от всех других фильмов. То что это антиутопия — это понятно, но конкретно к какому жанру данная картина относится сказать очень сложно.

    Стоит также отметить операторскую работу Роджера Прэтта, показавшего также свой мастер класс в таких работах как «Бэтмен» Тима Бертона, «12 обезьян» того же Гиллиама и масштабной «Трои» с Бредом Питом.

    Композиторами выступали дуэт Майкла Кэмена (на его счету около 80 лент, включая такие хиты как «Крепкий орешек», «Смертельное оружие», «Горец», «Робин гуд:

    принц воров», «Три мушкетера», «Люди икс» и многие другие) и Кейт Буш, та самая Кейт, которая исполнила вечный хит в обнимку с Питером Габриелем «Don`t give up» в далеком 1986 году.

    Актерский состав фильма также внушителен. Несомненно это был лучший фильм Джонатана Прайса, это однозначно «его» фильм, навряд ли кто то другой смог бы справится с таким количеством эмоций и не переиграть, превратив фильм в сплошное кривляние. Боб Хоскинс похож на сыгранного им позже в 1993 году одного из братьев Марио, как всегда порадовал безупречный Иэн Холм ("Влесталин колец», «Чужой», «Пятый элемент»), рад всегда видеть Майкла Пэлина, актера явно до сих пор недооцененного (помимо его актерских способностей, он один из центральных участников «Монти Пайтона» — великобританской комик-группы, зажигавшей в конце

    шестидесятых — начале семидесятых, именно зажигавшей, практически все современные группы, в том чиле и Комеди клаб вдохновлялись их приколами). И необходимо выделить игру безумных бабулек Барбары Хикс и Кэтрин Хелмонд, они добавили красок в фильм и успех данной картины без них был бы невозможен. К слову об успехе, в Штатах картина не окупила свой 15 000 000 бюджет, что не помешало ей войти в сотню лучших фильмов почти всех уважаемых кинорейтингов.

    10 из 10

    4 июня 2012 | 15:09

    Законы и порядки, печати и штампы, документы и файлы. Темные, угнетающие, монотонные. Выполняй свою часть работы и не забывай о квитанциях. Система отлажена и само регулируема. Всё запущенно до такой степени, что изменение действующих лиц в ней никак не скажется, а попытки отдельных личностей (коих вполне можно назвать героями) воззвать к справедливому и высокому заканчиваются мешком на голову. Достаточно? Ну тогда поехали дальше.

    Существовал один маленький человек, по имени Сэм Лоури. Влачил он своё мелочное существование, работая архивной крысой, и ни на что большее не посягал. Натягивал фальшивые улыбки и выражение заинтересованности, когда встречал своих более продвинувшихся по карьерной лестнице друзей. По необходимости находился в обществе помешанных на пластической хирургии друзей его матери и её самой, кои, стоит признать, были порядочными членами общества. И вот однажды, Сэм совершенно случайно увидел девушку, которая стала его проводником в неизвестный ранее мир. И вот тут начинаются все самые интересные рассуждения, содержащиеся в киноленте «Бразилия». Оказалось, что не всё так гладко и красиво, как на первый взгляд, что существуют многие подводные камни, что внешняя красота всего иллюзия.

    Иллюзия же эта заключается в полной пустоте внутренней. И общество создало её, чтобы ему было удобнее и проще управлять людьми. Проще контролировать безликое и однообразное, чем разношёрстное и мыслящее. Плащи и шляпы как униформа. Маленькая каморка-кабинет, в которой стол приходится делить с соседом за стеной как рабочее место. Напичканная бессмысленными приборами бетонная коробка, как дом, милый дом.

    Самое интересное, что у тебя есть всё, и при этом ничего. Социум держит людей вместе, даже стадом, но никак не сближает, так что каждый человек одинок. Вот и Сэм Лоури начинает это осознавать, замечая за собой незначительность и смирение. И лишь во снах, ярких и красочных, в противоположность серой действительности, появляется истинная натура.

    И всё это прикрытие преуспеваемости начинает трещать по швам. Начавшись с одной ошибки, она как по принципу домино начинает разбивать многие сложные системы. Это пытается залататься и скрыться, но в то же время, находятся люди, несогласные и недовольные, способные бороться за свои идеалы и доказывать правду. И пусть борьба эта не всегда заканчивается победой, важен сам факт борьбы. Возможно, не существует единоверной по всем позициям идеи, устойчивой во времени, а наиболее правильным путём будет непрерывный поиск этого идеала.

    Терри Гиллиам просто потрясающее рисует эту антиутопию, используя все ресурсы кино от декораций до музыки. А сколько использовано символов и сравнений, чтобы раскрыть внутренний смысл. Привычные для персонажей вещи, кажущиеся им естественными и красивыми, зрителю представляются же полной противоположностью. Ширма, заграждающая клиентов ресторана от огня, смерти и разрушений. Человек, обволакиваемый бумагами, и вскоре поглощаемый ими. Продолжать можно очень долго. В умелых руках режиссёра все они гармонично накладываются друг на друга, дополняя и поясняя.

    Резюмируя — восхитительная антиутопия, глубокая и увлекающая, на которую можно равняться и спустя 25 лет.

    1 апреля 2009 | 00:08

    Есть мир, где всесильная бюрократическая махина заменяет Создателя, Президента Америки и святые силы. Это чудовище производит формуляры, бланки и справки, регистрирует людские дела, божественным вмешательством искореняет инакомыслие, заботится о каждом и никогда не ошибается. Людям-муравьям остается ютиться в узком пространстве среди щупалец- каналов связи Системы. Этого добра здесь навалом. Трубы. Серые, бурые, зеленые в ассортименте. Трубы пневмопочты, канализации, вентиляции, и есть даже такие, по которым данные идут прямиком в Министерство сбора информации. Каждая труба как придаток системы. В одном из других измерений это может называться иначе, но в данном времени просто Система, Контролирующая Всё.

    Где-то в 20-м веке люди живут в домах-ульях, и сквозь пухлые экраны-лупы смотрят крошечные телевизоры; у каждого набор бытовых приспособлений, облегчающий, так сказать, жизнь. Люди передвигаются в тесных вагонах электропоездов, некоторые предпочитают трехколесный инвалидный автотранспорт. Они носятся по длинным коридорам контор, где жаба-подобные печатные машины с компьютерными мозгами изрыгают тонны букв на казенную бумагу, и в день готовятся тысячи отчетов. Некоторые не выдерживают напряжения и сходят с ума. Об одном из таких безумцев по имени Сэм Лаури и снял свой фильм Терри Гиллиам. Бедолага жил в двух мирах. Один из них мир обычных работающих прямоходящих, в будущем офисный планктон. Второй — мир его грез, где он воин в доспехах, с ангельскими крыльями, парящий в голубом небе, рыцарь прекрасной дамы. За ним по пятам следует навязчивая мелодия из этой песни… «Бразилия, где мы стояли под луной, в июне счастливы с тобой…»

    СКВ неумолима, и всяким рыцарям в доспехах в ней не место. Диссидентам остается лишь пытаться протестовать террористическими актами, в отдельных местах тщетно взрывая колонны, на которых стоит Система, однако опор у этой сороконожки не счесть, и повреждение одной бесполезно. Есть еще уникумы вроде «Гарри» Таттла, которые находят лазейки в коллекторах Системы, избегая правосудия, но это исключение из правил, как Нео в Матрице. Всем прочим дается второй шанс, но если человек не понимает по-хорошему, гигант из грязи и бетона ломает выскочку как тростинку. Автор картины как раз иллюстрирует подобное. Поначалу путает вас множеством финалов, но потом доносит правду — индивидуум побежден и закован в цепь. А то, что разум его отключился от реальности и ушел в страну зеленых деревьев и голубого неба, за победу не считается. Это СКВ сделала его овощем, не наоборот. Зато овощ сбежал от Системы… Но это не считается, правда?

    Зачатая в каменных джунглях «Метрополиса», дочь Кафки и барочных фантасмагорий Феллини, супруга романа «1984» Оруэлла, родная сестра киберпанка в представлениях Пройаса и Жёне, двоюродная кузина произведений Берроуза, вычурная и грандиозная «Бразилия» удивляет. Необычными широкоформатными ракурсами Прэтта, которому не впервые изображать вывернутую наизнанку реальность, и конечно гигантскими декорациями в стиле «ретро-футуризм» (т. е. архитектурная эклектика с арт-деко в основе, плюс представления 1940-х годов о том, какая будет жизнь в 1980-е). Они нависают над персонажами громадьем стен и бесконечностью коридоров муниципальных учреждений, контрастирующих с туалетными кабинками офисов младших служащих. Впрочем, это лишь необходимая атрибутика созданной на экране империи подавления. Прежде всего сила воздействия фильма заключается в абсурде происходящего и в отраженных кривым зеркалом деталях нашего быта и жизненных ситуаций. Велеречивые песни политиков, которые с усмешкой отмахиваются от вопросов о террористах, орудующих уже 13 лет. Взрывы в общественных местах стали настолько обыденным делом, что на них уже не обращают внимания. От них загораживаются ширмами. Тупые солдафоны-полицейские глядят свысока на обычных смертных сианьскими статуями. Жирующая элита развлекается пластическими операциями и походами по бутикам (последний писк моды — каблук сапога на дамской шляпке). Еда в ресторане в виде трех зеленоватых котлеток с фото-приложением, как она должна выглядеть, но по какой-то причине не выглядит. Государственные сантехники как символ невозмутимости Системы. Плакаты с надписями «Подозрительность питает уверенность». Все эти осложнения, порождающие осложнения. Расписка о получении расписки. Ну, и еще раз трубы, трубы… Цвет антиутопии с цитатами других произведений и цитируемый последователями.

    С первого раза визуальное богатство фильма может и не потрясти, действие наверняка покажется заторможенным, от абсурда зарябит в глазах, а ДеНиро будет слишком мало. Но если вы хоть чуток полюбите этот фильм и рискнете посмотреть еще раз, а потом еще, то рискуете серьезно и безответно влюбиться. Безответно потому, что вы можете любить «Бразилию» всем сердцем, но вряд ли она будет любить вас. А вопрос, комедия это или все-таки фильм-катастрофа, возможно, будет мучить до конца жизни. Короче говоря, прежде чем умереть, порядочному любителю кино не лишним будет посмотреть этот фильм и восхититься. Точка.

    30 апреля 2012 | 23:08

    Причудливый кафкианский мирок, утопающий в бездонной пучине бюрократического тоталитаризма; постапокалиптический, с точки зрения привычной действительности, социальный строй, подчинивший всякое проявление затравленной личности; абсурдные в своей логической последовательности обитатели несуществующей реальности, столь однообразные и заурядные, что больше походят на персонажей фантасмагорической зарисовки извращенного юнгианского опуса о коллективном бессознательном. Ну и, разумеется, крошечный винтик большой системы, эта неблагоприятная опора технократического общества, вознамерившаяся плыть против течения, имеющая смелость пошатнуть и без того хрупкую карточную пирамиду, именуемую Государством.

    Очередной шарж из жизни маргинального чиновника, безудержного мечтателя, недобитого романтика на деле — обаятельного простака и одинокого воина, беспечного в фантазиях и смелого в грёзах. При подобных раскладах довольно сложно не удержаться от обвинения в трендовости, ведь быть не таким как все, по сути, так же модно, как и быть вольнодумцем. Невозможно не заметить явного неумения снимать малобюджетное кино, даже несмотря на то, что почва более чем благодатная.

    Но монтипайтоновские скетчи, в итоге, отбрасывают всякую мысль о тенденциозности или намерении идти по давно протоптанной дорожке; манера олицетворения вселенского Зла в образах костюмированных Джабервоки хоть и отсылает к Кэролловским новеллам, но дышит свежим оформлением, лишний раз подтверждая, что форма при любых обстоятельствах определяет содержание. На первый взгляд «Бразилия» — не более чем трагикомическая зарисовка из жизни побочного продукта бюрократической системы, подкрепленная щепоткой иррациональной философии и, вдобавок ко всему, сдобренная доброй порцией иронического смешка в кулачок. Но за занавеской гротескного юмора скрывается не то перифраз, не то смачный плевок в лицо Оруэлловской антиутопии, больше подходящий на сентиментальное завещание с просьбой не опускаться до губительного уровня духовного порабощения, воспитывать подозрение и критичность, дабы в итоге прийти к единственно возможному выводу — уверенности в себе.

    16 октября 2012 | 17:12

    Предположу, что мир, который нам дают увидеть в данном фильме — не что иное, как проекция мира, который мог бы получиться в случае слияния гитлеровской Германии и СССР на равных основаниях. Как же этот фильм захватывает! Он одновременно вводит в депрессию и поднимает у вас уровень счастья за счёт того, что вы не живёте в том мире.

    Временами секунды тянутся медленно, но этот недостаток компенсирует концовка фильма. Динамично-фантастическая и в какой-то мере трогательная. Мне в память не приходит ни один фильм, который смог бы поднять из глубин сознания столько чувств, не затягивая при этом в сам сюжет.

    31 мая 2008 | 20:23

    Я не буду подробно касаться идеи фильма — по-моему все более или менее ясно. Позволю только себе не согласиться с сравнением фильма с антиутопиями Оруэлла и Брэдбери, ибо созданные ими миры обличают тоталитарные общества. Гиллиам же показал во что вырождается общество демократическое, ставшее обществом потребления. Удивительно, как режиссер предвосхитил многие аспекты современности — от засилия телевидения до «офисного планктона».

    История Сэма Лоури — это не история борьбы с порочной системой. Это история «маленького» человека, столь любимая многими классиками 19 века. Сэму Лоури не нужна справедливость во всем мире, только свой маленький уютный мирок с любимой женщиной, но достижимый только в мечтах или, как хотите, предсмертной галлюцинации.

    Я бы не сказал, что это самая яркая и качественная работа Гиллиама, ибо фильм — это очень смелый и даже нахальный эксперимент. Такого гротескного и необычного нуара вы больше не увидите. Да-да! Фильм построен и выдержан в классической нуарной схеме — загадочные события, таинственная незнакомка, расследование. Единственное — не хватает дождя…

    7 из 10

    21 августа 2011 | 22:58

    Эта картина, безусловно, одна из самых впечатляющих в истории кино. Есть (и еще будут) фильмы более зрелищные, есть фильмы более глубокие, но картин, в которых зрелищность и глубина сочетались бы в такой сюрреалистически совершенной пропорции, я не припомню.

    «Бразилия» может привести в восторг, а может загрузить, но если вы считаете себя киноманом, вы должны ее посмотреть по-любому, и неважно, понравится она вам или нет. В любом случае останется сильное впечатление. Правильная версия — длиной 142 минуты или около того. Рекомендую смотреть весь фильм за один раз, не перематывая ни вперед, ни назад. В сюжете иногда есть длинноты, но они искупаются последующими сценами, и эти сцены обязательно должны быть для зрителя неожиданными — для полноты впечатления. Перематывая же фильм, вы нарушаете атмосферу и уничтожаете эти неожиданности, тем самым разрушая весь замысел Гиллиама. Фильм этот исключительно выверен по монтажу (в отличие от впечатляющих, но сумбурных «Приключений барона Мюнхгаузена»), и последовательность сцен выстроена так, чтобы иметь максимальное психологическое воздействие. Если вам кажется, что какие-то сцены растянуты — стоит потерпеть.

    Тема терроризма в наше время обрела, к сожалению, вторую жизнь, сделав этот фильм еще более актуальным. Помимо этой темы в «Бразилии» море подтекста и столько неуловимых деталей, что трудно представить, как они все уложились в голове режиссера. При первом просмотре не замечаешь и половины всевозможных символов. В концовке, помимо прочего, отдается дань одной из ключевых сцен из «Броненосца Потемкина». Интересно, что сам Гиллиам не раз говорил о своей нелюбви к теориям Эйзенштейна, но в «Бразилии», видимо, подсознательно выдал себя. :)

    Если бы не было Терри Гиллиама, история кинематографа была бы беднее. Есть много «выдающихся» режиссеров, без которых кино ничего не потеряло бы. Но без «Бразилии» синема лишился бы очень многого. В этом фильме совершенно уникальный киноязык, где кинематографичность заключается в самой динамике и образности повествования, а монтажу уделяется не меньше внимания, чем в эйзенштейновской теории. Watch with an open mind.

    9 из 10

    12 октября 2010 | 10:34

    Итак, один из «50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть».

    Да, такие вещи необходимы, как горькие, но полезные пилюли, чтобы не забывать, что лучшее — враг хорошего. Технический прогресс приводит к бесполезной и даже вредной механизированности всего и вся, порядок и урегулированность выливаются в горы документов, люди обезличиваются, превращаясь в безликие винтики огромной государственной системы. Но и винтик может нарушить её размеренный ход, как нам наглядно было показано в эпизоде с Робертом де Ниро. Идеи эти не теряют своей актуальности ни в 20-е, ни в 40-е, ни в 80-е гг. двадцатого века, ни сейчас, пусть и воплощаясь в лощёном «Особо опасном».

    Однако винтик — он не меньше, но и не больше винтика. Один человек, самый обычный, не супермен не может сломить государственное устройство. Вот если винтиков будут десятки, сотни, а то и тысячи…не даром в фильме частенько можно встретить лозунг: «Happiness! We’re all in it together».

    Сюжет и атмосфера фильма заставляют вспомнить антиутопию Д. Оруэлла «1984». Министерство информации, бездушные люди-куклы, чиновник, бунтующий против системы, его прекрасная возлюбленная. С такими ассоциациями конец фильма не удивляет и даже не расстраивает, а воспринимается как должное. Не может быть побега из общества, не признающего своих ошибок.

    Хотя в отличие от вышеупомянутой книги мир фильма не производит такого удручающего впечатления: здесь есть не только одиночки, посмевшие жить не по правилам, но даже террористы — то есть уже организованные группы людей. С другой стороны, у меня закралось подозрение, что «террористические акты» устраивает само государство: надо же оправдывать как-то свои полицейские меры? Так же и бесконечная война в «1984».

    Славься демократия…?

    26 августа 2008 | 12:51

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>