всё о любом фильме:

Бункер

Der Untergang
год
страна
слоган«Последние 10 дней жизни Гитлера»
режиссерОливер Хиршбигель
сценарийБернд Айхингер, Иоахим Фест, Траудль Юнге, ...
продюсерВольф-Дитрих Брюкер, Бернд Айхингер, Дорис Й. Хайнце, ...
операторРайнер Клаусманн
композиторСтефан Захариас
художникБернд Лепель, Клаудия Бобсин
монтажГанс Функ
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$15 000
зрители
Германия  4.64 млн,    Франция  912.9 тыс.,    США  859.4 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Номинации:
Апрель 1945 года. Советские войска сжимают кольцо вокруг столицы Третьего рейха — Берлина. Перед лицом неминуемого поражения нацистская верхушка ищет спасение в секретном бункере, не желая покидать обезумевшего фюрера. Отвергнув предложения о побеге, Гитлер утверждает, что победа близка. Он приказывает сравнять Германию с землей и обсуждает детали своего самоубийства. Последнее убежище палачей пронизано агонией и страхом. И лишь те, кто выйдут живыми из этого бетонного ада, смогут поведать историю о последних минутах жизни и мрачном падении диктатора и его режима.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
124 + 12 = 136
8.0
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам книги Иоахима Феста «Падение. Гитлер и крах Третьего рейха» (Der Untergang. Hitler und das Ende des Dritten Reiches, 2002).
    • В одной из сцен фильма можно заметить, что Магда Геббельс пишет письмо своему сыну от первого брака Харальду Куандту и перед ней стоит его фотография. Он был пилотом Люфтваффе и единственным из детей Магды Геббельс, кто пережил войну. В 1944 году он был ранен в Италии и попал в плен к войскам союзников, в 1947 году был отпущен на свободу и в 1967 году погиб в авиакатастрофе в возрасте 46 лет.
    • Бруно Ганц довольно долго отказывался от роли Адольфа Гитлера, но изменил своё мнение после просмотра картины «Последний акт» 1955 года, решив, что и в этот образ можно привнести достаточную глубину.
    • Съемки велись в Санкт-Петербурге при участии киностудии Ленфильм. Объясняется это тем, что в России съемочный процесс стоит дешевле, чем в Европе, и осталось много домов начала XX века.
    • В киноленте приняла участие реальная Траудль Юнге, секретарь Адольфа Гитлера, мемуары которой задокументировала писательница Мелисса Мюллер. Траудль скончалась в возрасте 81 года за несколько часов до премьеры фильма на Берлинском МКФ.
    • Бруно Ганц практиковался в произношении необычного акцента Адольфа Гитлера с помощью специально приглашённого молодого актёра из той же местности, откуда Гитлер был родом.
    • Для того чтобы лучше подготовиться к своей роли, Бруно Ганц провёл некоторое время в швейцарском госпитале, наблюдая за больными болезнью Паркинсона.
    • Среди 37 исторических личностей, ставших персонажами фильма, к моменту премьеры фильма в живых оставался лишь один человек, Рохус Миш, который был курьером, телохранителем и телефонным оператором Адольфа Гитлера на протяжении 1940-1945 годов. На сентябрь 2008 года он в возрасте 91 года (родился 29 июля 1917 года) вместе с курьером Армином Леманом (родился 23 мая 1928 года) оставался одним из двух последних живых обитателей бункера Гитлера.
    • Многие из фраз Адольфа Гитлера в фильме соответствуют действительности, однако, произносились в более ранний период.
    • Пуговица, которую Гитлер удаляет со своего пиджака и передаёт Магде Геббельс, это золотой значок нацистской партии, которым награждались её высокопоставленные члены, непрерывно числившиеся в ней с 1925 года. Значком с номером 1 Гитлер наградил самого себя.
    • Портрет, на который Гитлер долго смотрит в одной из сцен, принадлежит немецкому императору Фридриху Великому.
    • Одна из сцен в фильме, в которой Гитлер пускается в бешеную тираду о том, что война проиграна, стала основой для многих вирусных видео. Во многих роликах сохранены оригинальные реплики, но добавлены новые субтитры так, чтобы казалось, что фюрер в фильме реагировал на разные события уже в современном мире: в политике, спорте или науке. Популярность этих пародий дошла до того, что студия Constantin Film в апреле 2010 года сделала попытку массового удаления пародий с различных видеохостингов. Более того, в 2012 году одна из сцен фантастической комедии «Железное небо» (2012) практически кадр в кадр воспроизводит сцену с фюрером, как еще одну пародию.
    • еще 9 фактов
    Трейлер 02:06

    файл добавилAIdgar*Sviridov

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    То, что этот немецкий фильм четырежды менял название, прежде чем был выпущен на экраны России компанией «Централ Партнершип», с одной стороны, является случайностью, а с другой — выражает противоречивость и неровность самого кинопроизведения. Окончательный русскоязычный вариант «Бункер» отнюдь не кажется удачным, поскольку не отражает суть картины, которая даже по сюжету вовсе не ограничивается пребыванием Гитлера и его приближённых в подземном бункере в момент штурма Берлина советскими войсками. Первоначальная версия «Падение Берлина» слишком уж очевидно вызывала в памяти одиозную ленту Михаила Чиаурели. А название «Взятие Берлина» скорее бы соответствовало нашей точке зрения на исторические события периода завершения второй мировой войны. Пожалуй, наиболее точным было заглавие «Крах», упомянутое в рекламных роликах, но от него почему-то решили отказаться. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1440 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Очень сложный и интересный фильм. Писать про историю очень сложно, а уж тем более если это Вторая мировая война. Итак слишком много мнений и взглядов на события. Поэтому могу ограничиться лишь внешней стороной — подачей. Впечатлил, конечно же, сам Гитлер — Бруно Ганз. Так ярко передать образ такого человека — это настоящий талант. Понравился образ Евы Браун. Очень сильный образ и актерская игра у Геббельса и Магды — его жены, которая с железным лицом отравила своих шестерых детей — Ульрих Маттес и Корина Харфух.

    Это один из тех фильмов, после которых хочется изучать историю, читать монографии или хотя бы биографии военнокомандующих.
    Фильм, безусловно, трогает.

    9 мая 2007 | 00:49

    Не стоит рассматривать эту ленту как историческую хронику, как и любой другой художественный фильм. Изучайте архивные документы или труды историков той или иной идеологической направленности. В крайнем случае смотрите документалистику, если хотите ориентироваться в именах и хронологии, но не в фактах и их оценках. Фильм не содержит пропаганды или чувства вины. Да, вставки с Траудль Юнге, а также предфинальные титры сделаны из соображений политкорректности, но этим дело и ограничивается. Самобичевание, которое до сих пор требуют от современной Германии «освобожденная» Европа, а также потомки жертв холокоста, чем-то напоминает тот комплекс неполноценности, который и привел в итоге к власти национал-социалистов, вполне кстати демократическим путем. Но не будем углубляться в политику, которая еще не стала историей.

    Реалии таковы, что мы, вне всяких сомнений, титульная нация, одержавшая победу во Второй мировой войне, должны собственным примером показать, что война осталась в прошлом, что мы способны трезво и непредвзято осознать те события, муки и горечь утрат, которые пришлось пережить многим семьям по всему миру, но особенно в России и Германии. Пережить по вине кучки людей, которые пришли к власти в ведущих державах после Первой мировой войны, когда произошел крах империй, смена эпох. Мы должны детально разобрать исторические процессы, приведшие к величайшей трагедии в истории, понять логику и мысли людей, по вине которых она произошла. У зла нет национальности, а история имеет свойство повторяться.

    Время идет и победа становится историей. Залечивание ран не может продолжаться вечно, а воинская слава уйдет вместе с последним ветераном, хотим ли мы этого или нет. Мы должны помнить былое, но нужно двигаться вперед. Государственная пропаганда, сопутствующая победе в Великой отечественной войне, должна уступить холодному анализу, в том числе и нашей собственной истории. Мы живем, а часть из нас и родилась, уже в другой стране, и вечная эйфория от победы, как и вечная боль должны перерасти в национальное достоинство и светлую память погибшим.

    Что касается самого фильма.

    В первую очередь это драма. Драма о неминуемом крахе идей, коллапсе системы, где страх граничит с самопожертвованием и обманом. Мельчайшим элементом этой драмы является не война, не государство, не режим, но люди. С исторической точки зрения на экране показан ничтожный отрезок времени — несколько недель, исход которого уже ни у кого не вызывает сомнений, но спектакль должен продолжаться, а действующие лица вынуждены продолжать игру. И современные актеры, кажется, совсем неплохо вошли в эти роли. Бруно Ганц сумел создать цельный образ такого одиозного персонажа как Адольф Гитлер, пусть и с некоторыми поведенческими паттернами, которых возможно не было в реальной жизни, но безусловно добавляющих в образ еще больше трагизма и обреченности. Геббельс усилиями Ульриха Маттеса получился внешне еще более зловещим, чем он был в реальной жизни. Особого внимания заслуживает Коринна Харфух в роли фрау Геббельс, которая была очень убедительна.

    Возможно кому-то покажется, что верхушка третьего Рейха, достигшая таких высот, создавшая могущественную империю в короткие сроки и умело манипулирующая людскими массами за счет навязанной ей с помощью тотальной пропаганды веры, сама не могла состоять из столь идейных личностей, в чем-то одержимых, которым не чуждо даже некое понятие о долге и чести, которые готовы умереть за идею. Современная жизнь учит нас тому, что это невозможно, что истеблишмент по природе своей рационален и не верит в собственные идеи, спускаемым сверху. Как было на самом деле, остается только догадываться, но одно можно сказать точно. Не стоит недооценивать уроки истории и переоценивать собственную уверенность в том, что она больше не повторится.

    8 из 10

    23 декабря 2012 | 01:51

    Ленту немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля я посмотрел случайно, наткнувшись на нее в телепрограмме. Но она и до этого привлекала мой взор своими деталями. Во-первых, это немецкий фильм о немецком крахе, было интересно посмотреть, снимет ли режиссер объективную картину или поддастся чувствам национальной принадлежности к 3 рейху и обелит этих ужасных людей. Во-вторых, очень высокие оценки на IMDB, которое, уж извините, я считаю самым объективным рейтингом телезрителей. И наконец, исполнитель главной роли — Гитлера, Бруно Ганц, известный мне по еще одной отличной немецкой ленте Вима Вендерса «Небо над Берлином».

    Бункер, последние дни войны, русская армия всего в 15 км от Берлина и поэтому может их обстреливать уже не с дальнобойных орудий. Брожение умов в окружении Гитлера, и раньше имевшее место, достигает открытости и гласности. Все, причастные к 3 рейху, бегут как крысы с корабля. Остается только группа высших военноначальников, связанных присягой, но при этом осознающих, что все кончено. Апогеем становятся постоянные пьянки прямо под дверью фюрера, что самым красноречивым образом показывает крах это ужасной машине — 3 рейху.

    Паралельно с подковерными интригами и военными действиями проходит линия молоденькой секретарши из Мюнхена, которая желает остаться со своим любимым фюрером в час его смерти. Стоит ли её винить? Не знаю. В те времена в Германии пропаганда велась в таких же масштабах, как и в СССР, нет ничего удивительного, что девушка считает чудовище-фюрера своим вождем. Другое дело, что когда она слышит те ужасные вещи, что он говорит, а также речи на Нюрнбергском процессе, то девушка глубоко раскаивается в пособничестве этому «Молоху». Примечательны вставки из интервью с ней, свидетельствующие о том, что она до сих пор не может простить себе свой выбор служить у фюрера. Именно это в мои глазах снимает все обвинения с нее.

    А теперь о самом главном. Фигура фюрера в «Бункере», как многие замечают, вышла противоречивой. Но при этом не возникает никакого чувства сострадания к этому чудовищу. Оливер Хиршбигель последовательно нам показывает вспышки гнева фюрера, его мнение о народе, о людях, преданных ему. В фильме он показан, как ребенок-параноик, который не желает замечать действительность, хлопает ножками, кричит, когда люди не могут объективно исполнить его приказы. Гитлер жалок и слаб, так, что ни о каких мелодраматических нотках не может быть и речи, так как они все разбиваются о стену жестокости и глупости фюрера. Он получил ту участь, которую заслуживал. Лежат 2 мешка на сырой земле, и их активно поливают бензином испуганные солдаты. Ужасный конец для ужасного тирана.

    Фильс «Downfall» вышел объетивным. Возникает уважение к немцам, которые до сих пор не могут себе простить зверства их дедов и прадедов.

    Актерская игра на высоте, особенно постарался Бруно Ганц, один из лучших актеров Германии прошлого и современности.

    Третий рейх пал в тартарары… туда ему и дорога.

    9 из 10

    15 августа 2010 | 12:03

    Сам фильм снят шикарно, конечно, возможно в нем есть некоторые опусы. Но я их не заметил.

    После просмотра фильма возникает смешанное чувство. Как будто с тебя наконец сняли оковы рабства и теперь ты наконец свободный человек. Этот фильм оставляет после себя чувство неопределенности, чувство надежды, что все плохое осталось позади.

    К этому фильму нужно быть подготовленным. Не думаю, что он понравится тем, кто хочет видеть в Гитлере лишь демона. Этот фильм пытается показать, что все мы люди. Даже такие личности как он. Не думаю, что оказавшись на месте кого-либо в фильме, мы поступили бы по другому. Просто по тому, та среда, в которой они жили, не могли воспитать других людей. Лишь монстров.

    Этот фильм создавался, я думаю, для того что бы мы могли понять тех людей. Понять ту ситуацию, в которой они жили. Что бы мы могли бы понять, во что те слепо верили. Понять то одно, а вот принять?

    В конце концов, они не просят у нас прощения. Но они признают свою ошибку. Они признают ошибку немецкого народа. Они признают все эти ужасающие факты истории. Они умеют признавать свои ошибки, что так не хватает многим.

    9 из 10

    8 ноября 2013 | 09:45

    А ведь таких немцев уже нет… Нет карателей, уничтожающих несчастных стариков и прочих «дезертиров». Но нет и офицеров имперской закваски, не боящихся пустить себе пулю в висок, лишь бы не нарушить присягу. Нет фанатичных женщин, подобных Магде Геббельс, хладнокровно травящей своих детей. Но нет и тех девочки и мальчика из Гитлерюгенда, так страшно и так красиво убивающих себя на развалинах Рейха.

    Пугающее время. Время дикой жестокости и отчаянной смелости. Время гнусного предательства и благородного самопожертвования. Мы смотрим на все это и содрогаемся, и стараемся убежать, укрыться от этого ужаса. Мы — обыватели сытого либерального века, мнящие себя гуманными, мудрыми, правильными… зачем нам это?

    Действительно, зачем? Зачем Оливер Хиршбигель снял этот фильм? Что он хотел показать своим современникам? В общем-то, мы и так отвыкаем от стереотипов прошлого. Мы знаем, что Гитлер не был взбесившимся идиотом, а Геббельс — плюющимся неврастеником. Но даже столь одаренные люди способны на величайшие преступления. Мы знаем, что диктатор обладал уникальной способностью привязывать к себе людей, особенно женщин. Но при всем своем обаянии он мог заходиться в гневе, в истерике. Мы знаем, наконец, что немецкий народ в той войне познал не только великий позор, но и великую славу. Но она развеялась как дым от костра, на котором сгорели идеалы германской расы… О чем же хотел напомнить Хиршбигель немцам?

    Надеюсь, также и о том, кто именно победил Германию в той войне. Русские в «Бункере» где-то в стороне, за кадром. И хотя режиссер имел полное право рассказать о зверствах советских солдат, мстящих за свою растерзанную родину, он не стал этого делать (слышал, что из российской версии фильма вырезаны два эпизода, но не знаю, о чем они). И это вселяет надежду! Надежду на дружеские отношения между великими народами, которых минувший век дважды так нелепо развел по разные стороны от линии фронта.

    Единственной «ложкой дегтя» для меня стало документальное (?) интервью с пожилой Траудль Юнге в начале и в конце фильма. В чем оправдывалась бывшая секретарша Гитлера? Или она также повинна в… военных преступлениях? Ее слова о «мемориальной доске», благодаря которой она якобы прозрела, прозвучали помпезно и выспренно, и почему-то сразу вспомнились наши идеологические слоганы. Вероятно, вставка интервью в фильм — дань современной идеологии, равно как и непонятно зачем подчеркнутая цифра о шести миллионах погибших евреев.

    9 из 10

    18 марта 2011 | 15:41

    Искренне не понимаю тех людей, которые применительно к этой картине пускаются в рассуждения о вредности «фашизма» (тем самым проявляя свою неграмотность и не знания предмета разговора, ведь за 156 минут фильма ни одного фашиста в кадре не промелькнуло), о миллионах загубленных режимом Гитлера душ (не учитывая сколько миллионов душ было загублено в стране Советов режимом Джугашвилли), и о вредности выставления Гитлера и его сподручных в свете человечности. Друзья, вспомните Тараса Бульбу: «Даже у последней подлюги да найдется капля русского чувства». Представленные в картине исторические персонажи разве были из «другого мяса», прибыли в этот грешный мир из «другого глобуса»? Это люди. Воспитанные, образованные, крайне умные люди, чей разум затмила идея, которую они посчитали своей родной, ведь она непосредственно относится к их стране, народу, времени. Наши недавние предки разве задумывались (или знали) о том, что в то время, как они работают на заводах, полях, кабинетах, верфях миллионы людей заживо гниют в лагерях Севера и Дальнего Востока? Людей двигала идея. И не сомневаюсь, что если бы пала Москва сейчас бы вы сами говорили по другому в отношении господина Джугашвилли. И если говорить о 6 миллионах евреев (что неоднократно подчеркивается как самими создателями фильма, так и критиками), то почему же никто не вспомнит Александра Македонского, призывавшего искоренить иудейский род? Или деяния военачальника Тита Флавия Веспасиана, карающего Галилею и Иудею за восстания против Рима? Да потому что это было давно, а Гитлер был недавно. Несомненно, через сотню-другую лет и Гитлер станет лишь абзацем в учебниках истории, просто как политический деятель. Лично для себя не стал оттягивать на прекрасное-далёко и сделал это уже сейчас.

    Сейчас с телеэкранов на нас смотрят десятки и сотни людей, которых история даже не удосужится запомнить, но ведь их слова, поступки и действия так же свойственны Гитлеру, Сталину, и прочим политическим деятелям прошлого и современности. Так что не надо хотя-бы в рамках кинематографа перебарщивать с демонизацией исторических лиц.

    Людям, ещё не смотревшим, настоятельно советую перемотать интервью с Траудль Юнге в начале и конце фильма. Тем самым Вы ничего не потеряете, за то не вступите в просмотр ленты о крахе одной из сильнейших империй современного мира с предвзятым чувством ненависти к героям картины.

    Здесь мы видим, что фанатичная преданность идеалам национал-социализма завела верхушку Третьего рейха слишком далеко и глубоко. Загнала под землю ещё при жизни. Поочерёдно все самые видные строители «новой Европы» понимают, что зашли слишком далеко и игра проиграна. Те шашечки и фишечки с карт театров военных действий материализовались на улицах Берлина. Сначала их увидел Гиммлер, потом Геринг, и только абстрагировавшиеся от реальности Геббельс и Гитлер не хотят верить в крах своих идей, лишь мимолётно допуская собственные фатальные ошибки и ужасные деяния, загнавшие цветущую страну обратно в средние века, как это было после Первой мировой. Их якобы Великий Третий рейх совершил свой логический круг: вырвавшись из разума нескольких человек, он пришёл к тому моменту, когда кроме этих самых голов Рейха нигде более не существует. И вот эти головы, благодаря нескольким граммам свинца, уже размазаны по подушке дивана в глухом подземном бункере.

    Сильная драма-катастрофа, заслуживающая

    9 из 10

    20 ноября 2012 | 13:45

    Мне понравился этот фильм, никакой пропаганды и восхищения личностью Гитлера, только четкое повествование событий. Образы получились довольно наивные, но все актеры сыграли отлично.

    Гитлер предстает в фильме ещё довольно «нормальным» человеком, в то время как из учебников истории и романов некоторых авторов (например Юлиана Семенова) мы считали Гитлера последних лет власти полной развалиной, с вечно трясущейся рукой. Тут же он то поддерживает руку, то активно жестикулирует ею. Видимо Бруно Ганцу хотелось показать «великого диктатору» таким, каким знали его немцы в его лучшие годы, а полумаразматик не так интересен.
    Образ Евы Браун положителен, хотя мне даже трудно представить что собой представляла женщину, жившая с таким чудовищем.

    Другое дело Магда Геббельс. Здесь особо стоит отметить игру Коринны Харфуш. Эта женщина твердо знала за кем шла и куда.

    А сама Траудль раздваивается, появляясь в монологах стареющий и молодой женщины. Причем молодая Траудль выглядит самым наивным и простым персонажем фильма.

    Интересно показаны ближайшие генералы Гитлера, особенно во время совещаний. В эти моменты по их лицам пробегает столько эмоций, заметно как они одновременно боятся и уважают своего фюрера. И как многие верны ему даже после смерти ("Я дал ему слово…»).

    Достойно показаны и наши генералы, что очень приятно. Пьяных солдат, поющих «яблочко» и танцующих на развалинах Берлина не надо воспринимать как плевок в нашу сторону. Думаю что это правда и они имели право расслабиться после всего, что пережили.

    8 из 10

    14 июля 2007 | 11:28

    1945 год. Берлин окружен советскими войсками. Остатки былой силы захватившей половину мира обороняют столицу.

    Гитлер в состоянии исступления. Он отдает бессмысленные приказы и строит планы изгнания русских. Но в душе он понимает что это конец.

    Дивизии не укомплектованы и наполовину. В городе хаос и паника. Не хватает продовольствия и воды. Боеприпасы на исходе. А у Штайнера — последней надежде Гитлера на спасение попросту не хватает сил для удара.

    Режиссер очень умело показал настроения простых людей попавших в беду. Никто не надеется на спасение. Некоторые предпочитают застрелиться.

    Генерал Гельмут Вейдлиг которого назначили комендантом Берлина сказал на это-Я предпочел бы застрелиться

    10 из 10

    19 марта 2011 | 23:13

    Работа режиссера Оливера Хиршбигеля (постановщик нашумевшего фильма «Эксперимент») представляет безусловный интерес и, в целом, смотрится не без скуки. Видимо, не зря на 77-м кинофестивале в 2005 году этот фильм номинировался на Оскара как лучший фильм года на иностранном языке и отхватил еще кучу всяких наград.

    С художественной точки зрения фильм снят хорошо, даже актеров подобрали очень похожих на своих «героев» — Геббельса с женой, Бормана, Кейтеля, Спира и др. Но с точки зрения исторической правдивости и «подачи» материала, ощущения остаются довольно спорные. Трудно, мягко говоря, поверить в беспристрастность немецкого режиссера.

    Судите сами. В первой строке титров по окончании фильма говорится о том, что война унесла жизни более 50 млн. человек. А во второй строке (она же и последняя): «6 млн. евреев было убито в концлагерях Германии». И все, и больше ничего… А как же другие народы? Говорят, что когда информация подается не полностью, она очень близка ко лжи. Это похоже на тот самый случай. Возможно, это был экскьюз режиссера в сторону одной из наиболее пострадавшей в войне нации, но тогда надо бы извиниться и перед другими.

    К персонажам тоже много вопросов. Натура Гитлера раскрыта как-то не полностью, получился чуть ли не положительный герой, а Геббельс вообще выглядит тюфяком. Признание Альберта Спира (главный архитектор Третьего рейха) фюреру о том, что он саботировал его приказы и даже мешал их выполнению — вообще похоже на нонсенс. Попробовал бы хоть кто-нибудь ему перечить. А Гитлер (в этом фильме) даже всплакнул, но руки Спиру все-таки не подал, обиделся. Не верю.

    Еще одно «тревожное» ощущение у меня возникло от акцента, который делается режиссером на вере в возрождение из руин арийской расы, т. е., надо полагать, 4-го рейха. Сожалею, что пришлось немного покритиковать столь заслуженный фильм. Посмотрите, может у вас сложится другое мнение.

    5 из 10.

    13 марта 2006 | 09:03

    Фильм Оливера Хиршбигеля построен не на одной только книге главной героини Гертруды Юнге. И даже не только на дополнительно привлеченном исследовании Иоахима Феста — автора одной из наиболее фундаментальных биографий Гитлера. В работе над фильмом использованы элементы воспоминаний и свидетельств практически всех переживших войну очевидцев и участников событий апреля 1945 г. в подземелье имперской канцелярии — это угадывается чуть ли не в каждом кадре. И скрупулезное следование мельчайшим деталям, отраженным в этих свидетельствах, несомненно, делает фильм близким к документальному. В отдельных сценах этот эффект приближается к максимуму, как, например, в эпизоде вручения Железных крестов мальчикам из гитлерюгенда в саду рейхсканцелярии, где создатели картины по сути воспроизвели кадры документальной кинохроники, запечатлевшей последнее прижизненное появление Гитлера перед камерой и, так сказать, «на публике» вообще, т. е. вне пределов того самого Бункера.

    Что до самого Гитлера, то его изображение в картине — еще одно свидетельство добросовестной экранизации авторами исходного материала — в воспоминаниях практически всех до единого очевидцев Гитлер в последние дни жизни предстает как раз таким — одновременно мягким и даже сострадательным к обслуживающему персоналу, к которому относится и главная героиня, и обрушивающимся с бессильной горечью и отчаянием на генералов и ближайших соратников с обвинениями в трусости и предательстве; в одно и то же время клянущимся (и, похоже- вполне искренне), что все то, что он делал, совершалось во благо горячо им любимого немецкого народа, и тут же во всеуслышание обрекающим своими приказами этот самый народ на гибель, как «не справившийся со своей исторической миссией».

    Кстати, чуть ли не главным «активно положительным» героем картины (кроме, пожалуй, врача Шенка и самой главной героини Трудль) выведен саботирующий данные приказы рейхсминистр Альберт Шпеер, в изображении которого авторам фильма удалось добиться, пожалуй, наибольшего портретного сходства при подборе актера. Вообще, тема неисполнения приказа проходит чуть ли не красной нитью через весь фильм. Не исполняет приказа о разрушении мостов и коммуникаций Шпеер, о чем сам и признается фюреру в прощальной беседе (кстати, сомневающихся в правдоподобности этого эпизода остается лишь отослать к мемуарам самого Шпеера, где эта сцена описана в деталях). Не исполняют приказа о прорыве к Берлину оставшиеся за кадром Венк и Штайнер, у которых просто нет сил для этого. Не исполняет приказа самый верный из соратников фюрера Геббельс, отказывающийся выполнить требование Гитлера покинуть рейхсканцелярию. Пожалуй, единственным выполненным в фильме остается приказ фюрера о посмертном сожжении останков его и Евы Браун. В немецкой системе дисциплины и исполнительности это может показаться нонсенсом, но в фильме рисуется как раз момент слома тоталитарной системы, и то, что авторы, пусть и только лишь добросовестно следуя за мемуаристами и историками, воспроизводят это на экране, не стоит относить к их неудачам.

    Вообще, временами создается впечатление, что режиссер руководствовался мемуарами того же Шпеера, включая субъективные оценки тех или иных персонажей, в не меньшей степени, чем воспоминаниями самой Траудль Юнге. Вот, к примеру, сцена, когда Ева Браун угощает приехавшего проститься с фюрером Шпеера, (единственная в бункере вспомнившая о том, что он наверное с утра не ел), тоже вчистую списана с мемуаров рейхсминистра вооружений. Многолетня подруга, а затем и жена Гитлера вообще пополнила собой галерею персонажей, выведенных в фильме с явной симпатией, или во всяком случае — с сочувствием (в точности, как в упомянутой книге). Она временами кажется единственной в компании обреченных в бункере, сохранившей не только мужество, но и чувство юмора и жизнерадостность на пороге смерти, и стремящейся при этом помочь чем-то окружающим — хотя бы ласковым словом.

    Куда более заметными неудачами стоит признать не слишком полное, мягко говоря, внешнее соответствие многих актеров в картине своим историческим «оригиналам». Наиболее «режущими глаз» в этом отношении выступают Геббельс, Кейтель, Йодль, Геринг (последний, к счастью, появляется в кадре только один раз и ненадолго). В случае с Геббельсом, по моему, дело не спасает даже неплохая игра Ульриха Маттеса- так пренебрегать внешним сходством режиссеру непозволительно. Между тем, чета Геббельсов -одни из ключевых персонажей фильма, а эпизод убийства Магдой Геббельс шестерых (!) своих детей, хоть и описан многократно, в фильме Хиршбигеля может, наверняка, претендовать на звание самой тяжелой для зрителя сцены. При этом чувство меры, пожалуй, впервые изменило тут режиссеру — совершенно необязательно было на протяжении нескольких минут фильма протоколировать процесс вкладывания ампулы в рот каждому из шестерых спящих детей с последующим ее раздавливанием. Не менее, а даже более сильное впечатление, очевидно, оставило бы это действо, показанное в отношении первой из несчастных жертв «материнской заботы», а потом можно было перевести камеру куда-нибудь «на другой участок битвы».

    Например, в берлинские подземелья, забитые раненными, умирающими, солдатами и толпами спасающихся беженцев. Еще в последней части советского «Освобождения» — фильме «Последний штурм», сцены боя в метро и последующего совместного спасения советских солдат и немцев из затапливаемой по приказу Гитлера подземки стали чуть ли не самыми сильными в эмоциональном плане во всей эпопее Ю. Озерова. В «Бункере» ад в берлинском подземелье изображен не менее впечатляюще. Опустошенные, потерянные, оглушенные бомбежкой и артобстрелом жители Берлина в фильме Хиршбигеля повторяют судьбу граждан Варшавы, Роттердама, Сталинграда, попадая под своего рода исторический бумеранг.

    Не всегда в фильме соблюдается хронологическая последовательность событий. Разговор Гюнше с шофером фюрера Кемпкой по поводу бензина для сожжения трупов первой четы рейха состоялся, по свидетельству последнего, уже после смерти «шефа». Самоубийство Геббельса произошло 1 мая, а капитуляция берлинского гарнизона — на следующий день, тогда как в фильме генерал Вейдлинг объявляет о капитуляции в сцене предшествующей самоубийству преемника Гитлера на посту канцлера.

    Особо стоит отметить образы советских солдат и офицеров в «Бункере». Здесь авторам фильма удалось проявить подлинный стоицизм, удержавшись от, рискну утверждать, сильнейшего искушения пройтись хорошенько по теме бесчинств советских войск в захваченной Германии вообще и Берлине в особенности. Возможностей по ходу фильма для такой вставки и не одной — хоть отбавляй, как и исторического материала, который мог бы таковую убедительно обосновать. Напомню, что за два года до создания «Бункера» в Англии вышла нашумевшая книга Э. Бивора «Падение Берлина. 1945», где насилию над мирным населением Германии со стороны советских войск уделено немало места. Да что там Бивор- одного Льва Копелева хватило бы с лихвой! Однако создатели фильма являют нам пример подлинной корректности и исторического такта — не показывают в кадре ни единого момента, который мог бы хоть намекнуть на такого рода аспект событий тех дней. Зверства нацистов показаны, зверства наших войск — нет. Так что сомнений в том, что для авторов является главным злом, на котором они считают необходимым сосредоточить все внимание, не остается.

    Советские персонажи в фильме изображены не только вполне нормальными людьми — правда, поданы они в большинстве редких эпизодов с их участием этакой общей серой массой, надвигающейся на эпицентр событий в фильме — Бункер — (за исключением разве что того момента, когда Траудль идет через группу наших бойцов в момент капитуляции — тут уже видны живые, вполне человечески с разными выражениями лица — даже у явно пьяного бойца в пилотке, остановившего ее — глаза вполне осмысленные) — но и говорят на чистом русском языке, что для западных фильмов уж совсем редкость. Даже в крохотный эпизод переговоров Кребса с советским командованием о перемирии на роль Чуйкова создатели фильма пригасили российского актера Александра Сластина (который, правда, с реальным командармом 8-й гвардейской не имеет даже отдаленного внешнего сходства — еще одно свидетельство проблем сходства актеров с героями в картине), благодаря чему советский генерал в фильме говорит без «техасского акцента»- явления, печально прославившего фильмы Голливуда всех времен.

    Извините за многословность — фильм того стоит. «Бункер» — лишнее подтверждение тому факту, что при меньшей зрелищности европейское кино значительно обгоняет американское и по качеству, и рискну сказать — по художественной и социальной ценности. С учетом всего сказанного

    9 из 10

    1 марта 2008 | 12:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    Актер Бруно Ганц, ставший известным благодаря интернет-мему «Гитлер узнал про…» из фильма Оливера Хиршбигеля «Бункер», получил роль папы римского Сикста VI в сериале канала Showtime «Ватикан». Пилотный эпизод будет снимать Ридли Скотт(...)
     
    все новости

    Статьи


    В честь выхода нового фильма Тиля Швайгера «Соблазнитель 2» КиноПоиск рассказывает о современных немецких кинематографистах, самых известных на своей родине и за ее пределами. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Индии снимают первый фильм про Адольфа Гитлера. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    15.Игры разумаA Beautiful Mind8.641
    16.Криминальное чтивоPulp Fiction8.629
    17.Операция «Ы» и другие приключения Шурика8.618
    18.Властелин колец: Возвращение КороляThe Lord of the Rings: The Return of the King8.602
    19.ГладиаторGladiator8.600
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.МакабрMortdecai92.81%
    32.Охотник на лисFoxcatcher92.77%
    33.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.65%
    34.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.52%
    35.ДракулаDracula Untold92.42%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    НевернаяUnfaithful72
    Что-то не так с КевиномWe Need to Talk About Kevin87
    Опасные игрыDangerous Game5
    Крюгер: История с улицы ВязовKrueger: A Tale from Elm Street3
    Отель «Гранд Будапешт»The Grand Budapest Hotel173
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.444
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.536
    Неудержимые 3The Expendables 36.263
    ПосвященныйThe Giver7.034
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue7.036
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Если я останусьIf I Stay28.08
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    премьеры