всё о любом фильме:

Бункер

Der Untergang
год
страна
слоган«Последние 10 дней жизни Гитлера»
режиссерОливер Хиршбигель
сценарийБернд Айхингер, Иоахим Фест, Траудль Юнге, ...
продюсерВольф-Дитрих Брюкер, Бернд Айхингер, Дорис Й. Хайнце, ...
операторРайнер Клаусманн
композиторСтефан Захариас
художникБернд Лепель, Клаудия Бобсин
монтажГанс Функ
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$15 000
зрители
Германия  4.64 млн,    Франция  912.9 тыс.,    США  859.4 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Номинации:
Смотрите на ТВ:
Среда, 5 августа в 00:35 на канале «НСТВ»
Апрель 1945 года. Советские войска сжимают кольцо вокруг столицы Третьего рейха — Берлина. Перед лицом неминуемого поражения нацистская верхушка ищет спасение в секретном бункере, не желая покидать обезумевшего фюрера. Отвергнув предложения о побеге, Гитлер утверждает, что победа близка. Он приказывает сравнять Германию с землей и обсуждает детали своего самоубийства. Последнее убежище палачей пронизано агонией и страхом. И лишь те, кто выйдут живыми из этого бетонного ада, смогут поведать историю о последних минутах жизни и мрачном падении диктатора и его режима.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
124 + 12 = 136
8.0
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам книги Иоахима Феста «Падение. Гитлер и крах Третьего рейха» (Der Untergang. Hitler und das Ende des Dritten Reiches, 2002).
    • Пуговица, которую Гитлер удаляет со своего пиджака и передаёт Магде Геббельс, это золотой значок нацистской партии, которым награждались её высокопоставленные члены, непрерывно числившиеся в ней с 1925 года. Значком с номером 1 Гитлер наградил самого себя.
    • Многие из фраз Адольфа Гитлера в фильме соответствуют действительности, однако, произносились в более ранний период.
    • Съемки велись в Санкт-Петербурге при участии киностудии Ленфильм. Объясняется это тем, что в России съемочный процесс стоит дешевле, чем в Европе, и осталось много домов начала XX века.
    • Бруно Ганц довольно долго отказывался от роли Адольфа Гитлера, но изменил своё мнение после просмотра картины «Последний акт» 1955 года, решив, что и в этот образ можно привнести достаточную глубину.
    • В киноленте приняла участие реальная Траудль Юнге, секретарь Адольфа Гитлера, мемуары которой задокументировала писательница Мелисса Мюллер. Траудль скончалась в возрасте 81 года за несколько часов до премьеры фильма на Берлинском МКФ.
    • Бруно Ганц практиковался в произношении необычного акцента Адольфа Гитлера с помощью специально приглашённого молодого актёра из той же местности, откуда Гитлер был родом.
    • Для того чтобы лучше подготовиться к своей роли, Бруно Ганц провёл некоторое время в швейцарском госпитале, наблюдая за больными болезнью Паркинсона.
    • Среди 37 исторических личностей, ставших персонажами фильма, к моменту премьеры фильма в живых оставался лишь один человек, Рохус Миш, который был курьером, телохранителем и телефонным оператором Адольфа Гитлера на протяжении 1940-1945 годов. На сентябрь 2008 года он в возрасте 91 года (родился 29 июля 1917 года) вместе с курьером Армином Леманом (родился 23 мая 1928 года) оставался одним из двух последних живых обитателей бункера Гитлера.
    • В одной из сцен фильма можно заметить, что Магда Геббельс пишет письмо своему сыну от первого брака Харальду Куандту и перед ней стоит его фотография. Он был пилотом Люфтваффе и единственным из детей Магды Геббельс, кто пережил войну. В 1944 году он был ранен в Италии и попал в плен к войскам союзников, в 1947 году был отпущен на свободу и в 1967 году погиб в авиакатастрофе в возрасте 46 лет.
    • Портрет, на который Гитлер долго смотрит в одной из сцен, принадлежит немецкому императору Фридриху Великому.
    • Одна из сцен в фильме, в которой Гитлер пускается в бешеную тираду о том, что война проиграна, стала основой для многих вирусных видео. Во многих роликах сохранены оригинальные реплики, но добавлены новые субтитры так, чтобы казалось, что фюрер в фильме реагировал на разные события уже в современном мире: в политике, спорте или науке. Популярность этих пародий дошла до того, что студия Constantin Film в апреле 2010 года сделала попытку массового удаления пародий с различных видеохостингов. Более того, в 2012 году одна из сцен фантастической комедии «Железное небо» (2012) практически кадр в кадр воспроизводит сцену с фюрером, как еще одну пародию.
    • еще 9 фактов
    Трейлер 02:06

    файл добавилAIdgar*Sviridov

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    То, что этот немецкий фильм четырежды менял название, прежде чем был выпущен на экраны России компанией «Централ Партнершип», с одной стороны, является случайностью, а с другой — выражает противоречивость и неровность самого кинопроизведения. Окончательный русскоязычный вариант «Бункер» отнюдь не кажется удачным, поскольку не отражает суть картины, которая даже по сюжету вовсе не ограничивается пребыванием Гитлера и его приближённых в подземном бункере в момент штурма Берлина советскими войсками. Первоначальная версия «Падение Берлина» слишком уж очевидно вызывала в памяти одиозную ленту Михаила Чиаурели. А название «Взятие Берлина» скорее бы соответствовало нашей точке зрения на исторические события периода завершения второй мировой войны. Пожалуй, наиболее точным было заглавие «Крах», упомянутое в рекламных роликах, но от него почему-то решили отказаться. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1775 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Последние дни рейха, последние часы жизни верхушки немецкого командования, показанные нам глазами десятка реальных очевидцев краха нацистской империи. Нельзя подводить «Бункер» исключительно только под историю падения фашистского диктатора. Несмотря на то, что Адольф Гитлер — центральный персонаж фильма, «Бункер» не является исключительно его биографическим исследованием. Картина имеет цель рассказать о вполне закономерной судьбе множества немецких солдат и офицеров, а также их семей в дни решающей битвы за Берлин.

    Что касается самой картины, ее художественной ценности, Оливер Хиршбигель порадовал очень качественной режиссурой и интересной, тщательной прорисовкой всех персонажей. Поэтому два с половиной часа хронометража пролетели для меня практически не заметно. Сюжет держит в напряжении временами динамикой, временами серьезным психологическим напряжением. Большой плюс для фильма — прекрасные актеры, все без исключения, но Бруно Ганц в роли Гитлера и Джулиан Колер в роли Евы Браун выглядели в своих образах сверхорганично.

    Режиссер прекрасно передал чувства паники и дикого отчаяния среди немецких офицеров, находящихся в бункере Гитлера, когда они с каждым часом, с каждой минутой вынуждены были осознавать неминуемый крах гитлеровской империи. Кто-то в страхе перед неминуемым позором и расплатой за совершенные военные преступления сводил счеты с жизнью, кто-то заливал страх алкоголем и пытался уйти от реальности, устраивая бурные гулянки, понимая всю безысходность своего положения. Наиболее дальновидные просто пытались скрыться вместе со своими семьями. Царивший в рядах нацистов хаос и смятение очень остро чувствуются с экрана и составляют основное настроение всей картины.

    Все снято очень хорошо и достоверно, но в фильме присутствуют ноты, которые мне оказались не по душе. Режиссер, несмотря на свои старания остаться нейтральным и объективным повествователем собранных им исторических фактов, все-таки слегка сместил акцент в сторону некоторой идеализации образов ряда фашистских преступников. Показное самопожертвование во имя пустых и бесчеловечных идей со стороны целого ряда персонажей, конкретное акцентирование внимания режиссером на сценах прощания немецких офицеров перед смертью, в том числе и Гитлера с окружением, снятых едва ли не с драматическим надрывом и эмоциональностью, словно режиссер попытался вытащить из темных уголков души фашистских преступников и представить на суд зрителю что-то человеческое, некие проблески понятий о чести и долге, любви и преданности.

    Все это было понятным, поскольку кино снимали немецкие кинематографисты, но показалось мне немного не корректным и имеющим цель определенного воздействия на переоценку зрителем поступков, мотивации поведения и образов садистов и палачей, сгубивших миллионы невинных жизней.

    8 из 10

    6 октября 2008 | 11:53

    Посмотрел этот фильм, по сути мне многие уже советовали его смотреть, друзья, знакомые, ну и так далее, это не так важно. А важно я думаю всё такие моё мнение о данной картине.

    А оно такое, данная картина меня попросту возмутила, попросту заставила смотреть в экран сжав кулаки. Надо же! Верхушки нашего самого заклятого врага во Второй Мировой показывают с человечной стороны. Надо же, они тоже люди, кто бы подумал! Да ни кто! У меня язык не поворачивается назвать людьми тех, кто отправил в могилы более 27 миллионов человек, тех, кто пытал, унижал, топтал, наш народ. Тех кто принёс самую страшную войну на нашу землю. Образы потеющих генералов и психопата Гитлера, как бы странно не звучало, принесли только моральное удовлетворение. Эти люди должны были в полной мере ответить за то, что они совершили, за их действия, за жестокость, за святую «веру» в мощь и силу арийской нации, за то что осмелились прийти к нам домой, и попробовать сделать из нас по сути рабов. Так и должно было произойти, и меня не покидала мысль пока я смотрел фильм, ни на минуту не покидала. «Во всём виноваты они, и только они». Чем может нравиться этот фильм!? Это возмутительно! Они объявили нам войну! Пусть расхлёбывают! Они погибли легко, пуля в лоб, или яд. А сколько наших умерло куда менее лёгкой смертью!? Сколько наших погибло на разнообразных устройствах для пыток, в концлагерях, в газенвагенах? И тут все эти фрицы одумались. Когда их уже просто припёрли к стене, когда уже отключили воду в Берлине, когда уже стало настолько ясно что деться некуда, что слёзы младенца в сравнении с эти похоже на загрязнённый нефтью океан! И такое ощущение что атмосферу жалости нагоняли специально, вот детишки поют, а вот их убивают ядом… Плачь зритель. И ведь многие плачут. А мне хочется плакать когда я понимаю, что в тысячи раз больше наших пацанов 14-16 лет ушло на фронт! Ушло и не вернулось! В таком возрасте нужно радоваться жизни, гулять с девчонками, ходить в кино, учиться, это молодость. А наши ребята вместе со взрослыми солдатами вставали, и уходили воевать, уходили убивать людей. Разве это не трагедия, разве то, что показали в фильме, хотя бы в 1 миллионную часть может сравниться с тем, что вынесли наши.

    Но особую злость у меня вызвало другое.

    Во-первых. Это момент когда офицер советует барышне уходить через заслоны русских, ну мол женщина, не тронут, однако он говорит ей следующее: «Не смотрите им в глаза». Знаете что, в глаза учат не смотреть диким зверям, потому что они воспринимают это как вызов, и сразу нападают. На мой взгляд, нас здесь просто откровенно сравнили со зверьём, диким, и опасным, однако двуногим и при автоматах. Ну и конечно барышня встречается глазами с одним из бойцов Красной Армии. И эффект слоумоушен. И он так недобро глядит на неё, пьяным, невменяемым взглядом.

    Во-вторых. Это момент когда награждают солдат, возможно для жителей других стран это было бы и интересно, но я попросту промотал это, когда кому то дают награду за уничтожение двух пулемётных точек, и т. д. Каждая награда отзывалась у меня внутри словами: «Погибли наши…»

    Итог: На мой взгляд, хорошо прикрытая попытка оправдать насилие времён Второй Мировой войны со стороны Германии. Попытка показать человечность у тех, у кого её НЕЛЬЗЯ замечать, многие скажут что я пристрастен, просто по мне, существует грань, когда в противнике уже попросту нельзя, ни при каких обстоятельствах видеть человека. По-моему мнению Третий Рейх и Гитлер вместе с ним, давно данную грань переступили. Им нет оправдания, и ни когда не будет, и не может быть, за то что они сделали.

    1 из 10

    25 января 2013 | 22:00

    По-моему, очень хороший и сильный фильм. В нем более правдиво отображены те события, которые происходили в реальной жизни в период с 20 апреля по 30 апреля 1945 года.

    С кинематографической точки зрения — фильм удался. Актеры прекрасно вжились в роли, сценаристы отлично передали атмосферу жизни вне бункера и в самом бункере. Оператрских глобальных планов нет, да если и есть что-то в городе при бомбежке — выглядит не совсем натуралистично. Зато съемки в самом помещении бункера понравились.

    Думаю, что хотел показать нам режиссер и донести до нас — всем все прекрасно понятно. Так что, смотреть, если еще не смотрели.

    9 из 10

    5 августа 2008 | 17:26

    Фильм Оливера Хиршбигеля построен не на одной только книге главной героини Гертруды Юнге. И даже не только на дополнительно привлеченном исследовании Иоахима Феста — автора одной из наиболее фундаментальных биографий Гитлера. В работе над фильмом использованы элементы воспоминаний и свидетельств практически всех переживших войну очевидцев и участников событий апреля 1945 г. в подземелье имперской канцелярии — это угадывается чуть ли не в каждом кадре. И скрупулезное следование мельчайшим деталям, отраженным в этих свидетельствах, несомненно, делает фильм близким к документальному. В отдельных сценах этот эффект приближается к максимуму, как, например, в эпизоде вручения Железных крестов мальчикам из гитлерюгенда в саду рейхсканцелярии, где создатели картины по сути воспроизвели кадры документальной кинохроники, запечатлевшей последнее прижизненное появление Гитлера перед камерой и, так сказать, «на публике» вообще, т. е. вне пределов того самого Бункера.

    Что до самого Гитлера, то его изображение в картине — еще одно свидетельство добросовестной экранизации авторами исходного материала — в воспоминаниях практически всех до единого очевидцев Гитлер в последние дни жизни предстает как раз таким — одновременно мягким и даже сострадательным к обслуживающему персоналу, к которому относится и главная героиня, и обрушивающимся с бессильной горечью и отчаянием на генералов и ближайших соратников с обвинениями в трусости и предательстве; в одно и то же время клянущимся (и, похоже- вполне искренне), что все то, что он делал, совершалось во благо горячо им любимого немецкого народа, и тут же во всеуслышание обрекающим своими приказами этот самый народ на гибель, как «не справившийся со своей исторической миссией».

    Кстати, чуть ли не главным «активно положительным» героем картины (кроме, пожалуй, врача Шенка и самой главной героини Трудль) выведен саботирующий данные приказы рейхсминистр Альберт Шпеер, в изображении которого авторам фильма удалось добиться, пожалуй, наибольшего портретного сходства при подборе актера. Вообще, тема неисполнения приказа проходит чуть ли не красной нитью через весь фильм. Не исполняет приказа о разрушении мостов и коммуникаций Шпеер, о чем сам и признается фюреру в прощальной беседе (кстати, сомневающихся в правдоподобности этого эпизода остается лишь отослать к мемуарам самого Шпеера, где эта сцена описана в деталях). Не исполняют приказа о прорыве к Берлину оставшиеся за кадром Венк и Штайнер, у которых просто нет сил для этого. Не исполняет приказа самый верный из соратников фюрера Геббельс, отказывающийся выполнить требование Гитлера покинуть рейхсканцелярию. Пожалуй, единственным выполненным в фильме остается приказ фюрера о посмертном сожжении останков его и Евы Браун. В немецкой системе дисциплины и исполнительности это может показаться нонсенсом, но в фильме рисуется как раз момент слома тоталитарной системы, и то, что авторы, пусть и только лишь добросовестно следуя за мемуаристами и историками, воспроизводят это на экране, не стоит относить к их неудачам.

    Вообще, временами создается впечатление, что режиссер руководствовался мемуарами того же Шпеера, включая субъективные оценки тех или иных персонажей, в не меньшей степени, чем воспоминаниями самой Траудль Юнге. Вот, к примеру, сцена, когда Ева Браун угощает приехавшего проститься с фюрером Шпеера, (единственная в бункере вспомнившая о том, что он наверное с утра не ел), тоже вчистую списана с мемуаров рейхсминистра вооружений. Многолетня подруга, а затем и жена Гитлера вообще пополнила собой галерею персонажей, выведенных в фильме с явной симпатией, или во всяком случае — с сочувствием (в точности, как в упомянутой книге). Она временами кажется единственной в компании обреченных в бункере, сохранившей не только мужество, но и чувство юмора и жизнерадостность на пороге смерти, и стремящейся при этом помочь чем-то окружающим — хотя бы ласковым словом.

    Куда более заметными неудачами стоит признать не слишком полное, мягко говоря, внешнее соответствие многих актеров в картине своим историческим «оригиналам». Наиболее «режущими глаз» в этом отношении выступают Геббельс, Кейтель, Йодль, Геринг (последний, к счастью, появляется в кадре только один раз и ненадолго). В случае с Геббельсом, по моему, дело не спасает даже неплохая игра Ульриха Маттеса- так пренебрегать внешним сходством режиссеру непозволительно. Между тем, чета Геббельсов -одни из ключевых персонажей фильма, а эпизод убийства Магдой Геббельс шестерых (!) своих детей, хоть и описан многократно, в фильме Хиршбигеля может, наверняка, претендовать на звание самой тяжелой для зрителя сцены. При этом чувство меры, пожалуй, впервые изменило тут режиссеру — совершенно необязательно было на протяжении нескольких минут фильма протоколировать процесс вкладывания ампулы в рот каждому из шестерых спящих детей с последующим ее раздавливанием. Не менее, а даже более сильное впечатление, очевидно, оставило бы это действо, показанное в отношении первой из несчастных жертв «материнской заботы», а потом можно было перевести камеру куда-нибудь «на другой участок битвы».

    Например, в берлинские подземелья, забитые раненными, умирающими, солдатами и толпами спасающихся беженцев. Еще в последней части советского «Освобождения» — фильме «Последний штурм», сцены боя в метро и последующего совместного спасения советских солдат и немцев из затапливаемой по приказу Гитлера подземки стали чуть ли не самыми сильными в эмоциональном плане во всей эпопее Ю. Озерова. В «Бункере» ад в берлинском подземелье изображен не менее впечатляюще. Опустошенные, потерянные, оглушенные бомбежкой и артобстрелом жители Берлина в фильме Хиршбигеля повторяют судьбу граждан Варшавы, Роттердама, Сталинграда, попадая под своего рода исторический бумеранг.

    Не всегда в фильме соблюдается хронологическая последовательность событий. Разговор Гюнше с шофером фюрера Кемпкой по поводу бензина для сожжения трупов первой четы рейха состоялся, по свидетельству последнего, уже после смерти «шефа». Самоубийство Геббельса произошло 1 мая, а капитуляция берлинского гарнизона — на следующий день, тогда как в фильме генерал Вейдлинг объявляет о капитуляции в сцене предшествующей самоубийству преемника Гитлера на посту канцлера.

    Особо стоит отметить образы советских солдат и офицеров в «Бункере». Здесь авторам фильма удалось проявить подлинный стоицизм, удержавшись от, рискну утверждать, сильнейшего искушения пройтись хорошенько по теме бесчинств советских войск в захваченной Германии вообще и Берлине в особенности. Возможностей по ходу фильма для такой вставки и не одной — хоть отбавляй, как и исторического материала, который мог бы таковую убедительно обосновать. Напомню, что за два года до создания «Бункера» в Англии вышла нашумевшая книга Э. Бивора «Падение Берлина. 1945», где насилию над мирным населением Германии со стороны советских войск уделено немало места. Да что там Бивор- одного Льва Копелева хватило бы с лихвой! Однако создатели фильма являют нам пример подлинной корректности и исторического такта — не показывают в кадре ни единого момента, который мог бы хоть намекнуть на такого рода аспект событий тех дней. Зверства нацистов показаны, зверства наших войск — нет. Так что сомнений в том, что для авторов является главным злом, на котором они считают необходимым сосредоточить все внимание, не остается.

    Советские персонажи в фильме изображены не только вполне нормальными людьми — правда, поданы они в большинстве редких эпизодов с их участием этакой общей серой массой, надвигающейся на эпицентр событий в фильме — Бункер — (за исключением разве что того момента, когда Траудль идет через группу наших бойцов в момент капитуляции — тут уже видны живые, вполне человечески с разными выражениями лица — даже у явно пьяного бойца в пилотке, остановившего ее — глаза вполне осмысленные) — но и говорят на чистом русском языке, что для западных фильмов уж совсем редкость. Даже в крохотный эпизод переговоров Кребса с советским командованием о перемирии на роль Чуйкова создатели фильма пригасили российского актера Александра Сластина (который, правда, с реальным командармом 8-й гвардейской не имеет даже отдаленного внешнего сходства — еще одно свидетельство проблем сходства актеров с героями в картине), благодаря чему советский генерал в фильме говорит без «техасского акцента»- явления, печально прославившего фильмы Голливуда всех времен.

    Извините за многословность — фильм того стоит. «Бункер» — лишнее подтверждение тому факту, что при меньшей зрелищности европейское кино значительно обгоняет американское и по качеству, и рискну сказать — по художественной и социальной ценности. С учетом всего сказанного

    9 из 10

    1 марта 2008 | 12:59

    Неоднозначные впечатления. С одной стороны это очень субъективный взгляд. И очень критичный. Иногда даже начинаешь уставать от критики. Сам образ Гитлера, скорее всего, далек от идеального воплощения, хотя я могу и ошибаться. Однако актеру, сыгравшему его — мой низкий поклон, это действительно талант изобразить этого человека подобным образом

    С другой стороны, фильм как не странно стильный, если конечно можно так выразится. Стильный и красочный. Сочный. Возможно даже глянцевый. Я заметил некий уход от жестокости по началу, естественно сделанный намеренно. Потому как все внимание сконцентрировано на образ вождя. Но, даже не смотря на это фильм достаточно тяжелый и непростой. Военные действия отраженны по настоящему выразительно. Очень много деталей, различных образов. Все это создает положительное отношение к картине.

    Я не могу поставить фильму низкий балл, фильм того не заслуживает, однако вынужден признать, что фильм затянут. И даже очень. От просмотра можно устать, но не потерять интерес. Фильм достоин право существовать. И быть наравне со многими выдающимися фильмами о второй мировой войне.

    8 из 10

    8 мая 2007 | 14:27

    Часто слышу, что лучшим немецким фильмом о восточной войне является «Сталинград». Не соглашусь. Все, что сказали немцы «Сталинградом» — это то, что вина за войну и ее зверства лежит на военной верхушке рейха, солдаты же просто воевали и выполняли приказы. Но на главный вопрос, мучающий немцев до сих пор, вопрос о том, как это могло произойти с Германией, — ответа в немецком кинематографе нет. Первый фильм, который, на мой взгляд, близко приблизился к ответу — это фильм Хиршбигеля.

    Главное его преимущество перед другими (очень немногочисленными) немецкими попытками кинематографического разговора о войне — это смелость. Хиршбигель снял фильм для русских. А для этого нужна недюжинная отвага и предельная честность. «Бункер» снят на русских улицах, с русскими актерами (одна из наших актрис даже играет немку), русская речь звучит в исполнении русских, а не поляков, как обычно в немецких фильмах, снятых для своих. Фильм не делает попыток оправдаться, фильм даже более жесток к немцам, чем это можно ожидать.

    Но не суровостью с соотечественниками подкупает Хиршбигель российского зрителя. Фильм несет важные послания. Первое, что однозначно утверждает режиссер, — это то, что вермахт победили русские. В фильме практически отсутствуют другие участники военного противостояния. Сейчас много желающих присвоить себе победу, поэтому четкая (и заметим, авторитетная) позиция немцев в этом вопросе не может не вызывать уважения.

    И второе, не менее важное для нас, а для немцев, может быть, решающее. Ведь немцам надо найти какое-то объяснение той эпохи без тотального отрицания национального самоуважения. Хиршбигель дает нам это понять на самых последних минутах фильма, когда из всех жертв войны выделяет именно шесть миллионов уничтоженных евреев. Я видела реплики российских зрителей, недовольных этим моментом фильма. Почему опять евреи, ведь русских уничтожали так же планово и вдвое больше? — А потому не о русских раскаиваются немцы, что по-солдатски не считают русских жертвами. Советские люди, ведя с фашистам невиданную по ожесточенности партизанскую войну, не были для немцев мирным населением — воевала вся страна и нигде для немцев не было тут тыла. Конечно же, это нельзя сравнить с тем, как расправлялись с евреями, не оказавшими режиму сопротивления. (Что нашло отражение, например, в фильме «Список Шиндлера» или, еще ярче, в «Пианисте».) Но в восточной войне против немцев воевала не просто армия, а вооруженный народ. Именно поэтому советский солдат вошел в Берлин. А перед солдатом не каются. Перед солдатом-победителем молча склоняют голову, безусловно признавая его силу.

    «Бункер» — честный, мужественный и правильный взгляд немца на войну. Если немцы могут снять такой фильм, значит, они в состоянии освободиться от вины за свое прошлое. Только такой подход может им это дать. Ни одна нация не заслуживает жить вечно с тяжким игом сознания страшной вины.

    9 из 10

    16 сентября 2013 | 01:43

    Самое путающее в этом фильме то, что он мне понравился, я не могу это объяснить но это так. В какие- то моменты я начинал симпатизировать «зверю» думать о том, как же ему достается. Я гнал от себя эти мысли и не верил, что это происходит на самом деле Гитлер в образе загнанного зверя, который от безвыходности порой теряет рассудок, относится к прислуге с неприкрытой теплотой душевной, а своих генералов искренне ненавидит и обвиняет в предательстве. Наступили времена, когда начали снимать фильмы о существе, на чьих руках смерть 50 миллионов человек, да ещё и в образе немощного старика которого хочется скорее пожалеть, чем осудить. Начали угасать потихоньку ужасы войны, и кто-то решил, что уже можно показать другую сторону медали. Войну глазами фашистов уверенных в своих убеждениях и до последнего отстаивающих свои идеалы. Наше общество не совсем здорово раз позволяет выпускать такие фильмы в прокат, ну дело сделано и не куда от этого не уйдешь.

    Почему же фильм мне понравился? Да наверно по тому, что режиссер Оливер Фиршбигель постарался, отбрасывая все предрассудки снять качественный продукт, и у него это несомненно получилось на отлично. Игра актеров без сомнения, понимающих в каком фильме и роли, каких исторических личностей им довелось играть не оставляет не тени сомнения в их профессионализме. Нет смысла рассказывать о сюжете фильма по той простой причине что он, к сожалению, нам всем хорошо знаком это война, помойку здесь больше нечего добавить. Затрагивая такой период человеческой истории, как вторая мировая война, а именно последние дни существования фашистского режима фильм не оставит равнодушными никого. И самое страшное, что многим он понравится…
    Главное при просмотре фильма Бункер не поддаваться чувству жалости, в этом фильме некого жалеть!

    9 августа 2009 | 00:42

    Фильмы Оливера Хиршбигеля «Эксперимент» и «Der Untergang» («Бункер») относятся друг к другу как лабораторный опыт и натурное наблюдение. В первой ленте автор показывает зарождение жестокости из объективных условий, возникновение желания подчинять, словно спонтанного сгустка разрушительной энергии в абсолютном вакууме, который представляет собой сознание цивилизованного человека, вроде бы лишенного хищнической жажды крови и стремления к подавляющей власти. В следующей работе Хиршбигель вырвался за пределы белых стен научного центра и попал в серые стены последнего пристанища верхушки Рейха, одержимого предсмертной агонией накануне вторжения союзников. Однако этот фильм значительно расширил поле драматургии и масштаб разворачивающихся событий, включив каждую камерную сцену в гигантский исторический контекст и одновременно проведя крушение народов через страдания отдельных людей. Картина тяготеет к театральности и по большому счету состоит из череды эпизодов, разыгранных одними лишь эмоциями актеров и внимательной камерой Райнера Клаусманна, которая, схватывая детали интерьеров и крупные планы взглядов, порой создает ошеломляющее впечатление.

    С точки зрения оригинальности идей, лента не стоит особого внимания: историческая роль Гитлера известна, события после окончания войны — тоже, даже подробности Нюренбергского трибунала можно при желании раздобыть и прочитать, как политики всего мира осуждали «преступление нацизма против человечности». Но «Бункер» все равно бьет наотмашь, заставляя замирать в моменты возвышенных трагедий, в минуты сжигающей самоотверженности, с которой эти монстры фашистского режима идут на смерть и, подобно легендарным титанам, падают в бездну небытия от осознания крушения их мира. И Хиршбигель не даст повода упрекнуть себя в оправдании национал-социализма, ибо ни единым кадром он не вызывает сострадания к фашизму как к строю. Его режиссура превращается в скальпель, разрезающий лозунги, догмы, всю партийную униформу, которая, спадая, обнажает человеческую сущность. Без нагромождения документальных свидетельств обо всех зверствах, без Холокоста, без 50 миллионов погибших — на короткий вздох в дымке экранной иллюзии Гитлер вдруг становится ничтожным стариком, мучающимся паркинсонизмом, с затуманенным рассудком, хватающимся за галлюцинации. Некогда огромная непобедимая армия, преданность генералов, величие арийской расы — все оказалось ложью, плодом одурманенного сознания. И Гитлер, безотчетно и совсем бесцельно рассуждающий о вредности милосердия как противоречащего естественному отбору, видится еще более мерзким. Однако это отвращение возведено в ту степень трагедийной патетики, доходящей до сердца через осознание страшной невыносимой боли, которую переживает в этот момент человеческое существо.

    Хиршбигель использует свойство экрана доносить до зрителя мощь и ярость, величие и силу одним лишь шепотом, оборванными монтажными фразами, драматичной тишиной, когда глаза превращаются в сухие слезы, а вселенская мука глохнет беззвучными спазмами, сдавлено прорывающимися из глубины тела. Единственное, что гремит в фильме, это взрывы снарядов и бутылок шампанского, которым фашизм провожает свою ужасную извращенную эпоху и даже перед кровавым закатом собственной жизни не забывает безумной привычки пировать на костях. Все оборачивается пляской смерти, а в бетонных коридорах этого храма будущих призраков то и дело слышны выстрелы самоубийц. И перед каждым кадр на секунду останавливает оцепеневший, поразительно экзистенциальный взгляд, еще долго резонирующий в обескураженной памяти.

    Картина состоит из целой коллекции блестящих актерских открытий. Ведь, когда человек забывает себя и всем своим существом превращается в другого, это нельзя назвать иначе, кроме как «открытие». Образы Евы Браун, Магды Геббельс, вместе с настоящим творческим подвигом Бруно Ганца, сыгравшего Гитлера, восхищают не только перевоплощением, но и тем, что за этими и другими именами в фильме стоят реальные судьбы. Многие из тех, кто был в том самом бункере, надолго пережили 9 мая 45-го. Среди них и Траудль Юнге, по книге которой был поставлен фильм. И лишь одна мысль не дает покоя: как можно жить дальше с этим неизлечимым шрамом памяти, с прошлым, через которое пролегли мировая трагедия, исторический излом, насколько может быть исковеркана жизнь катастрофой минувшего? В 2002-ом году Юнге, работавшая секретарем Гитлера, не твердит о своей непричастности к преступлениям фашизма, она понимает, что все, кто хоть чем-то помогал этому режиму, приложили руку к смертям миллионов. И потому не избежать ужасающего сочувствия сотням людей, попавших в ловушку истории: тем же женам гитлеровских генералов, которые по собственной воле умирали вместе со своими отпрысками, детям, оборонявшим Берлин от советских войск и в бессилии стрелявшим себе в висок под возглас: «Heil Hitler!» — и врачам, что лечили фашистских солдат и толпы больных гражданских в полуразрушенном городе.

    9 января 2011 | 23:35

    А ведь таких немцев уже нет… Нет карателей, уничтожающих несчастных стариков и прочих «дезертиров». Но нет и офицеров имперской закваски, не боящихся пустить себе пулю в висок, лишь бы не нарушить присягу. Нет фанатичных женщин, подобных Магде Геббельс, хладнокровно травящей своих детей. Но нет и тех девочки и мальчика из Гитлерюгенда, так страшно и так красиво убивающих себя на развалинах Рейха.

    Пугающее время. Время дикой жестокости и отчаянной смелости. Время гнусного предательства и благородного самопожертвования. Мы смотрим на все это и содрогаемся, и стараемся убежать, укрыться от этого ужаса. Мы — обыватели сытого либерального века, мнящие себя гуманными, мудрыми, правильными… зачем нам это?

    Действительно, зачем? Зачем Оливер Хиршбигель снял этот фильм? Что он хотел показать своим современникам? В общем-то, мы и так отвыкаем от стереотипов прошлого. Мы знаем, что Гитлер не был взбесившимся идиотом, а Геббельс — плюющимся неврастеником. Но даже столь одаренные люди способны на величайшие преступления. Мы знаем, что диктатор обладал уникальной способностью привязывать к себе людей, особенно женщин. Но при всем своем обаянии он мог заходиться в гневе, в истерике. Мы знаем, наконец, что немецкий народ в той войне познал не только великий позор, но и великую славу. Но она развеялась как дым от костра, на котором сгорели идеалы германской расы… О чем же хотел напомнить Хиршбигель немцам?

    Надеюсь, также и о том, кто именно победил Германию в той войне. Русские в «Бункере» где-то в стороне, за кадром. И хотя режиссер имел полное право рассказать о зверствах советских солдат, мстящих за свою растерзанную родину, он не стал этого делать (слышал, что из российской версии фильма вырезаны два эпизода, но не знаю, о чем они). И это вселяет надежду! Надежду на дружеские отношения между великими народами, которых минувший век дважды так нелепо развел по разные стороны от линии фронта.

    Единственной «ложкой дегтя» для меня стало документальное (?) интервью с пожилой Траудль Юнге в начале и в конце фильма. В чем оправдывалась бывшая секретарша Гитлера? Или она также повинна в… военных преступлениях? Ее слова о «мемориальной доске», благодаря которой она якобы прозрела, прозвучали помпезно и выспренно, и почему-то сразу вспомнились наши идеологические слоганы. Вероятно, вставка интервью в фильм — дань современной идеологии, равно как и непонятно зачем подчеркнутая цифра о шести миллионах погибших евреев.

    9 из 10

    18 марта 2011 | 15:41

    Возможно я повторяюсь, но фильм действительно чесен и силен, редко в наше время встретишь картины которые сняты с душой, и просто пропитан такими же эмоциями.

    Фильм не просто о войне, он показывает нам что такое безысходность, и правда мы иногда тоже в ситуациях безысходности до конца будем жить с надеждой о хорошом конце, хотя часть нас та котороя «логика» или та которая «здравый смысл» будет говорить что все конец, оставь. Гитлер был не только душегубом как мы все приняли его считать, но человеком с большими надеждами и идеями, он был патриотом своей страны. И был готов на все ради идей своих и своего народа, просто у каждого свое понимание достижения целей и воплощение своих идей, просто еще и пути достижения их разные. Он просто вернулся к корням, раньше все дела проходили под знаменем законов природы. Выживает сильнейший, но Гитлер и умер от своих же убеждений, он оказался не достаточно сильным в нашей игре под названием жизнь.

    Все образы проработаны четко, актеры играют великолепно, так что посмотреть его стоит обязательно, а если вы еще и фанат такой тематики то уже должны начать просмотр.

    10 из 10

    10 августа 2009 | 17:46

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Актер Бруно Ганц, ставший известным благодаря интернет-мему «Гитлер узнал про…» из фильма Оливера Хиршбигеля «Бункер», получил роль папы римского Сикста VI в сериале канала Showtime «Ватикан». Пилотный эпизод будет снимать Ридли Скотт(...)
     
    все новости

    Статьи


    В честь выхода нового фильма Тиля Швайгера «Соблазнитель 2» КиноПоиск рассказывает о современных немецких кинематографистах, самых известных на своей родине и за ее пределами. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Индии снимают первый фильм про Адольфа Гитлера. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 909 332
    2.ПикселиPixels24 011 616
    3.МиньоныMinions22 933 960
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 281 950
    5.ЛевшаSouthpaw16 701 294
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels146 441 426
    2.Человек-муравейAnt-Man111 747 901
    3.МиньоныMinions100 091 872
    4.ВиселицаThe Gallows48 702 428
    5.Бумажные городаPaper Towns28 052 996
    23.07 — 26.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 023 581743 692
    Деньги505 960 504 руб.194 586 807
    Цена билета250,03 руб.3,12
    23.07 — 26.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    215.ПрофессионалLe professionnel8.095
    216.Покровские ворота8.094
    217.Смех и горе у Бела моря8.092
    218.СтолкновениеCrash8.091
    219.Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный ударStar Wars: Episode V - The Empire Strikes Back8.090
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II92.88%
    42.ФранкенштейнVictor Frankenstein92.77%
    43.Шпионский мостBridge of Spies92.73%
    44.ВаркрафтWarcraft92.59%
    45.Ночная жизньLive by Night92.54%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Убрать из друзейUnfriended21
    Темные тайныDark Places1
    Вдали от обезумевшей толпыFar from the Madding Crowd8
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation4
    ПикселиPixels22
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    МиньоныMinions6.563
    ПикселиPixels6.303
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.779
    Человек-муравейAnt-Man7.498
    АнтуражEntourage7.341
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    Песнь моряSong of the Sea27.08
    премьеры