всё о любом фильме:

Бункер

Der Untergang
год
страна
слоган«Последние 10 дней жизни Гитлера»
режиссерОливер Хиршбигель
сценарийБернд Айхингер, Иоахим Фест, Траудль Юнге, ...
продюсерВольф-Дитрих Брюкер, Бернд Айхингер, Дорис Й. Хайнце, ...
операторРайнер Клаусманн
композиторСтефан Захариас
художникБернд Лепель, Клаудия Бобсин
монтажГанс Функ
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$15 000
зрители
Германия  4.64 млн,    Франция  912.9 тыс.,    США  859.4 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Номинации:
Апрель 1945 года. Советские войска сжимают кольцо вокруг столицы Третьего рейха — Берлина. Перед лицом неминуемого поражения нацистская верхушка ищет спасение в секретном бункере, не желая покидать обезумевшего фюрера. Отвергнув предложения о побеге, Гитлер утверждает, что победа близка. Он приказывает сравнять Германию с землей и обсуждает детали своего самоубийства. Последнее убежище палачей пронизано агонией и страхом. И лишь те, кто выйдут живыми из этого бетонного ада, смогут поведать историю о последних минутах жизни и мрачном падении диктатора и его режима.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
124 + 12 = 136
8.0
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам книги Иоахима Феста «Падение. Гитлер и крах Третьего рейха» (Der Untergang. Hitler und das Ende des Dritten Reiches, 2002).
    • Пуговица, которую Гитлер удаляет со своего пиджака и передаёт Магде Геббельс, это золотой значок нацистской партии, которым награждались её высокопоставленные члены, непрерывно числившиеся в ней с 1925 года. Значком с номером 1 Гитлер наградил самого себя.
    • В одной из сцен фильма можно заметить, что Магда Геббельс пишет письмо своему сыну от первого брака Харальду Куандту и перед ней стоит его фотография. Он был пилотом Люфтваффе и единственным из детей Магды Геббельс, кто пережил войну. В 1944 году он был ранен в Италии и попал в плен к войскам союзников, в 1947 году был отпущен на свободу и в 1967 году погиб в авиакатастрофе в возрасте 46 лет.
    • Съемки велись в Санкт-Петербурге при участии киностудии Ленфильм. Объясняется это тем, что в России съемочный процесс стоит дешевле, чем в Европе, и осталось много домов начала XX века.
    • Бруно Ганц довольно долго отказывался от роли Адольфа Гитлера, но изменил своё мнение после просмотра картины «Последний акт» 1955 года, решив, что и в этот образ можно привнести достаточную глубину.
    • В киноленте приняла участие реальная Траудль Юнге, секретарь Адольфа Гитлера, мемуары которой задокументировала писательница Мелисса Мюллер. Траудль скончалась в возрасте 81 года за несколько часов до премьеры фильма на Берлинском МКФ.
    • Бруно Ганц практиковался в произношении необычного акцента Адольфа Гитлера с помощью специально приглашённого молодого актёра из той же местности, откуда Гитлер был родом.
    • Для того чтобы лучше подготовиться к своей роли, Бруно Ганц провёл некоторое время в швейцарском госпитале, наблюдая за больными болезнью Паркинсона.
    • Среди 37 исторических личностей, ставших персонажами фильма, к моменту премьеры фильма в живых оставался лишь один человек, Рохус Миш, который был курьером, телохранителем и телефонным оператором Адольфа Гитлера на протяжении 1940-1945 годов. На сентябрь 2008 года он в возрасте 91 года (родился 29 июля 1917 года) вместе с курьером Армином Леманом (родился 23 мая 1928 года) оставался одним из двух последних живых обитателей бункера Гитлера.
    • Многие из фраз Адольфа Гитлера в фильме соответствуют действительности, однако, произносились в более ранний период.
    • Портрет, на который Гитлер долго смотрит в одной из сцен, принадлежит немецкому императору Фридриху Великому.
    • Одна из сцен в фильме, в которой Гитлер пускается в бешеную тираду о том, что война проиграна, стала основой для многих вирусных видео. Во многих роликах сохранены оригинальные реплики, но добавлены новые субтитры так, чтобы казалось, что фюрер в фильме реагировал на разные события уже в современном мире: в политике, спорте или науке. Популярность этих пародий дошла до того, что студия Constantin Film в апреле 2010 года сделала попытку массового удаления пародий с различных видеохостингов. Более того, в 2012 году одна из сцен фантастической комедии «Железное небо» (2012) практически кадр в кадр воспроизводит сцену с фюрером, как еще одну пародию.
    • еще 9 фактов
    Трейлер 02:06

    файл добавилAIdgar*Sviridov

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    То, что этот немецкий фильм четырежды менял название, прежде чем был выпущен на экраны России компанией «Централ Партнершип», с одной стороны, является случайностью, а с другой — выражает противоречивость и неровность самого кинопроизведения. Окончательный русскоязычный вариант «Бункер» отнюдь не кажется удачным, поскольку не отражает суть картины, которая даже по сюжету вовсе не ограничивается пребыванием Гитлера и его приближённых в подземном бункере в момент штурма Берлина советскими войсками. Первоначальная версия «Падение Берлина» слишком уж очевидно вызывала в памяти одиозную ленту Михаила Чиаурели. А название «Взятие Берлина» скорее бы соответствовало нашей точке зрения на исторические события периода завершения второй мировой войны. Пожалуй, наиболее точным было заглавие «Крах», упомянутое в рекламных роликах, но от него почему-то решили отказаться. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1776 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Очень противоречивые чувства вызывает этот фильм. С одной стороны, да, мне было «интересно» его смотреть, т. к. я недостаточно знакома с историей конца третьего рейха. При этом, несмотря на то, что в ленте дается много информации и по-своему она вполне неплохо показана, несмотря на это после просмотра «Бункера» и близко не возникает ощущения, что пробелы по этой теме заполнены. Скорее он вызывает желание дополнительно найти еще больше сведений, чтобы составить свое, независимое мнение. Независимое, потому что история в фильме показана, на мой взгляд, несколько однобоко.

    В «Бункере» так или иначе главным персонажем является А. Гитлер. Он самый «мощный» персонаж всего повествования, он безусловно наиболее обсуждаемый герой этой ленты. Но вот именно о нем лента рассказывает односторонне, очень узко. Конечно, эта лента освещает как бы только последние дни жизни фюрера и его окружения, крах всего этого, их жизней. Но вот то, как это реализовано, на мой взгляд, неверно. Можно было бы сказать, что де «у каждого свое мнение» на верно-неверно в фильме. Но это далеко не так: вся эта тема абсолютно особая.

    Создатели фильма собирались в начале 2000-х годов (т. е. через почти 65 (!) лет после крушения третьего рейха) более 2 часов говорить с людьми (очень большим множеством) о Гитлере, «вождях рейха» и их окружении. Т. е. это значит, что с 45-го года на свете (и соответственно в кинотеатрах) появилось 3(!) новых поколения. Наверняка, будет верным предположить, что в среднем эти последние поколения имеют несколько расплывчатое представление об эпохе/режиме 3-го рейха и его «заслугах»/кошмарах/идеологии и т. п. Т. е. то, что попадает в головы с экрана будет, наверняка, достаточно живо воспринято и, возможно, окажет ощутимое влияние на формирование мнения этих зрителей о фигуре Гитлера и других (Геринга, Гиммлера, Геббельса и т. д.). Т. е. на создателях фильма лежала большая ответственность за то, что они «скажут» с экрана кинотеатра/телевизора.

    Они же в общем показали фюрера таким подуставшим немолодым человеком, достаточно интересным интеллектуально. Человеком, ценящим положительные качества в окружающих людях, ценящим, разумеется, верность, ненавидящим предательство. Человеком, откликающимся на добрую поддержку, «чистоту сердца» и т. д. В итоге получается персонаж, который вполне мог бы быть моим сослуживцем на работе или проосто человеком из московской толпы. Кем-то, кого ты невольно хочешь пожалеть…. Но как ? ? ? Как (?) можно было показывать таким человека, ответственного за миллионы убитых, ответственным за Освенцим, Хатынь, Собибор, лагеря смерти и все остальные миллионы случаев жестокости по отношению к Людям ? Как можно в течение 2-х часов молодежи(!) показывать такого в общем «усталого старичка» с человеческими чувствами и слабостями, многими любимым, кем-то преданным ?…

    Персонаж Бруно Ганца (фюрер) многократно резко ругается с генералами и другими героями, приведшими Германию к поражению; а пару раз произносит «странные» речи о людях, речи, несколько удивившие женщин из его окружения. Но это все настолько бледно отражает «темную» сторону его правления, что по сути не меняет образа достаточно человечного старичка.

    Из плюсов же фильма — возможность увидеть жизнь Берлина в апреле-мае 45-го «по другую сторону баррикад». Это интересно. Что же касается всех остальных компонентов фильма, то сделано, неплохо. Актерская игра, на мой взгляд, ярче, чем режиссерская работа и сценарий. Вполне неплохая картинка и музыка.

    В итоге фильм по многим параметрам интересный, но надеюсь он не будет служить тому, чтобы в будущем в памяти людей Гитлер постепенно стал «нормальным», заурядным человеком.

    6 из 10

    23 мая 2010 | 15:21

    Я всегда интересовался историей Третьего Рейха и личностью Адольфа Гитлера и я не мог пропустить фильм «Бункер». Посмотрев его — я не пожалел, наоборот, я увидел то, что так хотел увидеть — последние дни Третьего Рейха, последние дни Нацисткого Берлина и последние дни Адольфа Гитлера.

    Фильм произвел на меня огромное впечатление прежде всего прекрасной игрой Бруно Ганца, он смог крайне сильно сыграть почти сошедшего с ума диктатора, который в последние дни проигранной войны отдает бессмысленные приказы.

    Отдельной похвалы стоят прекрасная операторская работа, также режиссер смог создать атмосферу последних дней войны. Сцена со смертью детей Геббельсов просто шедевральная. Мне было крайне жалко смотреть на то, что ихняя мать ослепленная фанатизмом по Национал-Социализму убивает своих детей.

    Если честно, сам я — бывший Национал-Социалист (по своим причинам отказался от этой идеологии), но даже после отказа я смотрю этот фильм с удовольствием.

    За прекрасную игру Бруно Ганца, атмосферу фильма и за других актеров — 

    10 из 10

    10 июня 2013 | 00:48

    Честно говоря, весь фильм хотелось проявить к героям какие-то эмоции, сочувствие что ли, и видно, что режиссер даже пытался выдавить слезу из зрителя, но, к сожалению (для режиссера) — не получилось, в моем конкретном случае. Воспитание мое не позволяет испытывать к этим людям хоть грамм сочувствия. Но фильм хороший и его стоит смотреть.

    Гитлер — человек, потерявший всякую веру в победу, и подчеркивает это неверие своими нелепейшими приказами, но я немного сомневаюсь насчет руководства войной по карте невидимыми частями, или он и вправду помешался? И неужели все генералы были настолько ему преданы, что просто стояли и смотрели на это? Видимо после Сталинграда они действительно уже проиграли войну. Геббельс — фанатик, до последнего преданный фюреру, но в отношениях с женой явно не он главный, мне в конце показалось, что она за него замуж вышла только ради того, чтобы быть ближе к фюреру и она им руководила в его фанатичности, так как она явно здесь больший фанатик, чем сам Геббельс. Очень понравилось как ясно из нескольких уст была донесена идея нацизма: «Народ сам виноват, что доверил нам руководство», и еще дословно не помню, но суть, что немцы сами виноваты, что проиграли, слабый народишко, то оказался; но считаю, что все-равно слишком уж мало ее в фильме, но режиссер видимо хотел чтобы хоть капелька сочувствия была вызвана к Гитлеру, а все-равно не вышло.

    Остальные персонажи, вот, например, секретарь, очень хорошо у актрисы получилось донести образ девушки, преданной своему фюреру, а не идее, т. е. именно человеку. И сцена награждения детей, их немой восторг перед фюрером, точное чувство благоговения, перед властью, несмотря ни на что. А не понравилась в фильме Боярская, потому, что я знал, что она русская и ну никак на немку не похожа, так сказать русская, извините за выражение, рожа мешала воспринимать ее объективно, да и адъютант доктора тоже особо доверия не вызвал. А еще очень обидно, когда съемки ведуться в Питере, а как страну создатель не указывают и Россию в том числе. Сам фильм, на мой взгляд хороший и заставляет подумать на очень многие темы.

    8 из 10

    7 мая 2015 | 01:32

    1945 год. Берлин окружен советскими войсками. Остатки былой силы захватившей половину мира обороняют столицу.

    Гитлер в состоянии исступления. Он отдает бессмысленные приказы и строит планы изгнания русских. Но в душе он понимает что это конец.

    Дивизии не укомплектованы и наполовину. В городе хаос и паника. Не хватает продовольствия и воды. Боеприпасы на исходе. А у Штайнера — последней надежде Гитлера на спасение попросту не хватает сил для удара.

    Режиссер очень умело показал настроения простых людей попавших в беду. Никто не надеется на спасение. Некоторые предпочитают застрелиться.

    Генерал Гельмут Вейдлиг которого назначили комендантом Берлина сказал на это-Я предпочел бы застрелиться

    10 из 10

    19 марта 2011 | 23:13

    Мне понравился этот фильм, никакой пропаганды и восхищения личностью Гитлера, только четкое повествование событий. Образы получились довольно наивные, но все актеры сыграли отлично.

    Гитлер предстает в фильме ещё довольно «нормальным» человеком, в то время как из учебников истории и романов некоторых авторов (например Юлиана Семенова) мы считали Гитлера последних лет власти полной развалиной, с вечно трясущейся рукой. Тут же он то поддерживает руку, то активно жестикулирует ею. Видимо Бруно Ганцу хотелось показать «великого диктатору» таким, каким знали его немцы в его лучшие годы, а полумаразматик не так интересен.
    Образ Евы Браун положителен, хотя мне даже трудно представить что собой представляла женщину, жившая с таким чудовищем.

    Другое дело Магда Геббельс. Здесь особо стоит отметить игру Коринны Харфуш. Эта женщина твердо знала за кем шла и куда.

    А сама Траудль раздваивается, появляясь в монологах стареющий и молодой женщины. Причем молодая Траудль выглядит самым наивным и простым персонажем фильма.

    Интересно показаны ближайшие генералы Гитлера, особенно во время совещаний. В эти моменты по их лицам пробегает столько эмоций, заметно как они одновременно боятся и уважают своего фюрера. И как многие верны ему даже после смерти ("Я дал ему слово…»).

    Достойно показаны и наши генералы, что очень приятно. Пьяных солдат, поющих «яблочко» и танцующих на развалинах Берлина не надо воспринимать как плевок в нашу сторону. Думаю что это правда и они имели право расслабиться после всего, что пережили.

    8 из 10

    14 июля 2007 | 11:28

    Очень сложный и интересный фильм. Писать про историю очень сложно, а уж тем более если это Вторая мировая война. Итак слишком много мнений и взглядов на события. Поэтому могу ограничиться лишь внешней стороной — подачей. Впечатлил, конечно же, сам Гитлер — Бруно Ганз. Так ярко передать образ такого человека — это настоящий талант. Понравился образ Евы Браун. Очень сильный образ и актерская игра у Геббельса и Магды — его жены, которая с железным лицом отравила своих шестерых детей — Ульрих Маттес и Корина Харфух.

    Это один из тех фильмов, после которых хочется изучать историю, читать монографии или хотя бы биографии военнокомандующих.
    Фильм, безусловно, трогает.

    9 мая 2007 | 00:49

    Биографический или исторический фильм — очень сложный жанр изначально. Дело не только в том, что может существовать несколько взглядов на одну и ту же ситуацию или личность, но и в том, чтобы не превратить фильм такого жанра в цирк.

    Фильмы подобного толка, когда они касаются целых наций, сложно смотреть отрешенно, не перекидывая на него какие-то личные эмоции. В данном фильме, где людей из верхушки третьего Рейха или только Гитлера, показывают с человеческой стороны — это может лишь раззадорить против фильма, хотя он же может быть на самом деле хорошим или даже отличным.

    Первое, что на самом деле есть хорошее в фильме, это то, что в нем показывается Гитлер, как человек. Поясню: фильмов, в том числе и документальных освещающих его личность, как часть истории — превеликое множество, но именно, как человека — в разы меньше. Чем это может оказаться полезным? Как бы кому не хотелось, но Адольф Гитлер не был существом, созданным дьяволом, он был человеком. И одна из позорнейших ситуаций 20 века, когда людей истребляли в невероятных количествах просто, потому что они обладают определенным признаком — все это было запущено в мире благодаря такому же человеку, как любой живущий на земле. И этот человек, так же боится смерти, так же избегает ее и так же пытается избежать своего морального поражения (ведь он явно не хочет признавать себя неправым).

    Существует в фильме и отчетливый минус — непонятно на чем фокус, то ли на Гитлере, то ли на окончании войны, то ли на том, чем была Германия в конце войны, ну, а может и на русских и тех, кто завоевывал уже почти падший Берлин и Рейхстаг. Скорее всего, это можно объяснить тем, что фильм снят по мотивам книги-воспоминаний Траудль Юнге — секретарши Гитлера. Ведь в той ситуации, в которой оказалась девушка, которая с одной стороны верит в великое дело Германии и Гитлера, а с другой стороны, ее подтачивают червячки сомнения, что все эти годы что-то было не так. Как ни крути, она вместе с другими людьми, сидя в бункере и ожидая прихода русских, оказывается как бы в ловушке, а это огромный стресс (война в принципе — это стресс), отсюда и вытекает скаканье как бы по верхам: то фокус на Гитлере, то на Геббельсе, то на докторе, то на жизни в бункере. Вроде рассказано все, а так суматошно. Разрозненные и неприятные ощущения от фильма, вероятно, определяются источником, по которому фильм снят. Однако, даже, если Траудль Юнге описала их так отрывисто и разрозненно, то почему сценаристы и режиссер не смогли «причесать» фильм?

    В любом случае, до неприличия интересно смотреть на все эти вечеринки Евы Браун или простые попойки, которые происходили в бункере ближе к майским дням. Этакий бунт во время чумы и нежелание признавать поражение. А, если поражение и признавалось, то с ним не хотели мириться или как-то спасаться. Все эти люди, которые с приближением русских один за другим убивают себя — полнейшее падение людей, как представителей разумной расы. Никакой борьбы.

    Вообще, возникает при просмотре некоторое ощущение, что максимум, что можно сделать с этим фильмом — это смотреть его и думать, а как бы ты поступил на месте того или иного человека.

    Не смотря на то, что тема очень животрепещущая и яркая, фильм выглядит блеклым. Возможно из-за личностей, которые по ощущениям до последнего должны быть стойкими оловянными солдатиками, а на деле оказываются немного тряпками или приближенными к этому состоянию.

    12 апреля 2013 | 17:57

    Фильм Оливера Хиршбигеля построен не на одной только книге главной героини Гертруды Юнге. И даже не только на дополнительно привлеченном исследовании Иоахима Феста — автора одной из наиболее фундаментальных биографий Гитлера. В работе над фильмом использованы элементы воспоминаний и свидетельств практически всех переживших войну очевидцев и участников событий апреля 1945 г. в подземелье имперской канцелярии — это угадывается чуть ли не в каждом кадре. И скрупулезное следование мельчайшим деталям, отраженным в этих свидетельствах, несомненно, делает фильм близким к документальному. В отдельных сценах этот эффект приближается к максимуму, как, например, в эпизоде вручения Железных крестов мальчикам из гитлерюгенда в саду рейхсканцелярии, где создатели картины по сути воспроизвели кадры документальной кинохроники, запечатлевшей последнее прижизненное появление Гитлера перед камерой и, так сказать, «на публике» вообще, т. е. вне пределов того самого Бункера.

    Что до самого Гитлера, то его изображение в картине — еще одно свидетельство добросовестной экранизации авторами исходного материала — в воспоминаниях практически всех до единого очевидцев Гитлер в последние дни жизни предстает как раз таким — одновременно мягким и даже сострадательным к обслуживающему персоналу, к которому относится и главная героиня, и обрушивающимся с бессильной горечью и отчаянием на генералов и ближайших соратников с обвинениями в трусости и предательстве; в одно и то же время клянущимся (и, похоже- вполне искренне), что все то, что он делал, совершалось во благо горячо им любимого немецкого народа, и тут же во всеуслышание обрекающим своими приказами этот самый народ на гибель, как «не справившийся со своей исторической миссией».

    Кстати, чуть ли не главным «активно положительным» героем картины (кроме, пожалуй, врача Шенка и самой главной героини Трудль) выведен саботирующий данные приказы рейхсминистр Альберт Шпеер, в изображении которого авторам фильма удалось добиться, пожалуй, наибольшего портретного сходства при подборе актера. Вообще, тема неисполнения приказа проходит чуть ли не красной нитью через весь фильм. Не исполняет приказа о разрушении мостов и коммуникаций Шпеер, о чем сам и признается фюреру в прощальной беседе (кстати, сомневающихся в правдоподобности этого эпизода остается лишь отослать к мемуарам самого Шпеера, где эта сцена описана в деталях). Не исполняют приказа о прорыве к Берлину оставшиеся за кадром Венк и Штайнер, у которых просто нет сил для этого. Не исполняет приказа самый верный из соратников фюрера Геббельс, отказывающийся выполнить требование Гитлера покинуть рейхсканцелярию. Пожалуй, единственным выполненным в фильме остается приказ фюрера о посмертном сожжении останков его и Евы Браун. В немецкой системе дисциплины и исполнительности это может показаться нонсенсом, но в фильме рисуется как раз момент слома тоталитарной системы, и то, что авторы, пусть и только лишь добросовестно следуя за мемуаристами и историками, воспроизводят это на экране, не стоит относить к их неудачам.

    Вообще, временами создается впечатление, что режиссер руководствовался мемуарами того же Шпеера, включая субъективные оценки тех или иных персонажей, в не меньшей степени, чем воспоминаниями самой Траудль Юнге. Вот, к примеру, сцена, когда Ева Браун угощает приехавшего проститься с фюрером Шпеера, (единственная в бункере вспомнившая о том, что он наверное с утра не ел), тоже вчистую списана с мемуаров рейхсминистра вооружений. Многолетня подруга, а затем и жена Гитлера вообще пополнила собой галерею персонажей, выведенных в фильме с явной симпатией, или во всяком случае — с сочувствием (в точности, как в упомянутой книге). Она временами кажется единственной в компании обреченных в бункере, сохранившей не только мужество, но и чувство юмора и жизнерадостность на пороге смерти, и стремящейся при этом помочь чем-то окружающим — хотя бы ласковым словом.

    Куда более заметными неудачами стоит признать не слишком полное, мягко говоря, внешнее соответствие многих актеров в картине своим историческим «оригиналам». Наиболее «режущими глаз» в этом отношении выступают Геббельс, Кейтель, Йодль, Геринг (последний, к счастью, появляется в кадре только один раз и ненадолго). В случае с Геббельсом, по моему, дело не спасает даже неплохая игра Ульриха Маттеса- так пренебрегать внешним сходством режиссеру непозволительно. Между тем, чета Геббельсов -одни из ключевых персонажей фильма, а эпизод убийства Магдой Геббельс шестерых (!) своих детей, хоть и описан многократно, в фильме Хиршбигеля может, наверняка, претендовать на звание самой тяжелой для зрителя сцены. При этом чувство меры, пожалуй, впервые изменило тут режиссеру — совершенно необязательно было на протяжении нескольких минут фильма протоколировать процесс вкладывания ампулы в рот каждому из шестерых спящих детей с последующим ее раздавливанием. Не менее, а даже более сильное впечатление, очевидно, оставило бы это действо, показанное в отношении первой из несчастных жертв «материнской заботы», а потом можно было перевести камеру куда-нибудь «на другой участок битвы».

    Например, в берлинские подземелья, забитые раненными, умирающими, солдатами и толпами спасающихся беженцев. Еще в последней части советского «Освобождения» — фильме «Последний штурм», сцены боя в метро и последующего совместного спасения советских солдат и немцев из затапливаемой по приказу Гитлера подземки стали чуть ли не самыми сильными в эмоциональном плане во всей эпопее Ю. Озерова. В «Бункере» ад в берлинском подземелье изображен не менее впечатляюще. Опустошенные, потерянные, оглушенные бомбежкой и артобстрелом жители Берлина в фильме Хиршбигеля повторяют судьбу граждан Варшавы, Роттердама, Сталинграда, попадая под своего рода исторический бумеранг.

    Не всегда в фильме соблюдается хронологическая последовательность событий. Разговор Гюнше с шофером фюрера Кемпкой по поводу бензина для сожжения трупов первой четы рейха состоялся, по свидетельству последнего, уже после смерти «шефа». Самоубийство Геббельса произошло 1 мая, а капитуляция берлинского гарнизона — на следующий день, тогда как в фильме генерал Вейдлинг объявляет о капитуляции в сцене предшествующей самоубийству преемника Гитлера на посту канцлера.

    Особо стоит отметить образы советских солдат и офицеров в «Бункере». Здесь авторам фильма удалось проявить подлинный стоицизм, удержавшись от, рискну утверждать, сильнейшего искушения пройтись хорошенько по теме бесчинств советских войск в захваченной Германии вообще и Берлине в особенности. Возможностей по ходу фильма для такой вставки и не одной — хоть отбавляй, как и исторического материала, который мог бы таковую убедительно обосновать. Напомню, что за два года до создания «Бункера» в Англии вышла нашумевшая книга Э. Бивора «Падение Берлина. 1945», где насилию над мирным населением Германии со стороны советских войск уделено немало места. Да что там Бивор- одного Льва Копелева хватило бы с лихвой! Однако создатели фильма являют нам пример подлинной корректности и исторического такта — не показывают в кадре ни единого момента, который мог бы хоть намекнуть на такого рода аспект событий тех дней. Зверства нацистов показаны, зверства наших войск — нет. Так что сомнений в том, что для авторов является главным злом, на котором они считают необходимым сосредоточить все внимание, не остается.

    Советские персонажи в фильме изображены не только вполне нормальными людьми — правда, поданы они в большинстве редких эпизодов с их участием этакой общей серой массой, надвигающейся на эпицентр событий в фильме — Бункер — (за исключением разве что того момента, когда Траудль идет через группу наших бойцов в момент капитуляции — тут уже видны живые, вполне человечески с разными выражениями лица — даже у явно пьяного бойца в пилотке, остановившего ее — глаза вполне осмысленные) — но и говорят на чистом русском языке, что для западных фильмов уж совсем редкость. Даже в крохотный эпизод переговоров Кребса с советским командованием о перемирии на роль Чуйкова создатели фильма пригасили российского актера Александра Сластина (который, правда, с реальным командармом 8-й гвардейской не имеет даже отдаленного внешнего сходства — еще одно свидетельство проблем сходства актеров с героями в картине), благодаря чему советский генерал в фильме говорит без «техасского акцента»- явления, печально прославившего фильмы Голливуда всех времен.

    Извините за многословность — фильм того стоит. «Бункер» — лишнее подтверждение тому факту, что при меньшей зрелищности европейское кино значительно обгоняет американское и по качеству, и рискну сказать — по художественной и социальной ценности. С учетом всего сказанного

    9 из 10

    1 марта 2008 | 12:59

    В 2004 году на экраны мира вышел один из самых неожиданных проектов, посвященных тематике Второй мировой войны. Один из лучших немецких режиссеров современности, Оливер Хиршбигель, представил нам картину под названием «Der Untergang», что в переводе означает «Закат», «Падение» или «Крах». Отечественный прокатчики решили в очередной раз поступить по своему и окрестили картину Хиргбигеля как «Бункер», дабы зритель получил ассоциации с военной тематикой, даже без информированности о сюжете картины. История, рассказанная в картине, отсылает нас в самый конец войны, в период апреля-мая 1945 года, а конкретнее в бункер самого Адольфа Гитлера, который доживал там свои последние дни… Бюджет данной немецкой ленты, которая заслуженно получила самое широкое распространение на экранах мира, составил довольно скромные 13, 5 миллиона евро. Общемировые кассовые сборы ленты составили целых 92 миллиона долларов, что говорит о том что проект Хиршбигеля оказался далеко не разрекламированной пустышкой, ведь публика моментально бы сделала фильму антирекламу после первого же уик-энда. «Бункер» — это событие, далеко неоднозначное, но вполне шикарное и описывающее войну с той стороны, с которой мы ее еще не видели. И картина тем более ценна, ведь сняли ее немецкие кинематографисты, для которых несколько романтическое описание жизни фюрера было долгие годы негласным табу. И это не удивительно, ведь Германия пострадала от своего руководителя не менее, чем многие оккупированные им страны…

    Итак, сюжет фильма в основном доносится до зрителя от лица молодой секретарши Трудль Юнг (Александра Мария Лара), которая в 1942 году поступила на службу в канцелярию самого Адольфа Гитлера (Бруно Ганц). Она же осталась со своим фюрером до самого конца войны и застала практически все острые и пикантные детали общения Гитлера со своими подчиненными, верными друзьями (Генрих Гиммлер, Йозеф Геббельс), а также любимой Евой Браун (Юлиана Келер), которая стала женой тирана лишь в преддверии их обоюдной кончины. Многие могут подумать что «Бункер» это картина лишь о последнем месте пребывания Адольфа Гитлера, но это не так. Режиссер насыщает свой фильм еще парочкой сюжетных линий, дабы расширить восприятие зрителей и показать все ужасы разгромленного Берлина. Вот мы встречаемся с доблестным офицером военной службы, доктором Шенком (Кристиан Беркель), который наперекор указаниям остается помогать раненым немцам под градом русских пуль, а в следующий момент идем в бой вместе с маленьким мальчиком, которого лично награждает сам фюрер (воссоздание последнего официального фото и видео с Адольфом Гитлером). Ну а, конечно же, самый большой калейдоскоп героев ждет нас в самом бункере. Зритель детально познакомится с самой Евой Браун, которая живет каждый день словно последний и готова ради своего любимого без зазрения совести покончить с собой, также мы увидим что министр пропаганды Геббельс (Ульрих Маттес) вместе с женой Магдой (Коринна Фарфух) являются далеко не показными почитателями Гитлера, а на самом деле выступают как фанатики национал-социализма, готовые принести в жертву даже своих малолетних детей. Ну и главная звезда проекта, Адольф Гитлер, открывается нам с совершенно неожиданной стороны — это полностью раздавленный человек, который живет одними лишь иллюзиями и верит в неминуемый реванш своих позиций на мировой арене в тот момент, когда русские танки вот-вот уничтожат его столицу. Хмурый взгляд, трясущиеся руки и частые истерики, сменяющиеся неожиданными моментами тепла и ласки — вот каким мы видим Гитлера в его последние дни. Но при всем при этом нельзя не восхищаться преданностью офицеров и министров во главе с Геббельсом, которые могут в любой момент покинуть своего предводителя, но остаются с ним даже в момент полного краха и подступающего безумия фюрера. Приказы фюрера нереальны, фантазии беспочвенны, но костяк его приспешников все равно будет с ним до конца, даже несмотря на то что Гитлер категорически не приемлет капитуляции и готов утянуть за собой в могилу весь немецкий народ.

    Снимать картину о Гитлере далеко не просто. Тем более если описывать его личную жизнь и переживания. Мировая общественность заслуженно ненавидит немецкого фюрера, а еврейский народ и подавно, ведь целых 6 миллионов их сограждан умерли жестокой смертью по приказу тирана. Мало кто вообще может увидеть в Гитлере человека, а снять о нем картину так, дабы увлечь его образом, но при этом не заставить восхищаться — это талант. Оливер Хиршбигель показывает нам разбитого человека, которого раздирают приступы гнева и разочарования, ведь он достиг небывалого господства и в один миг потерял все. Однако особо интересно наблюдать за окружением фюрера, которое пребывает в бункере практически до самоубийства Гитлера и Евы Браун. Особое внимание создатели картины уделили отношениям молодой секретарши со своим начальником. Именно в этих сценах мы видим что Гитлер все-таки может быть нежным и сочувствующим человеком. Но это никак не умаляет его преступлений, который, если вникнуть в детали, вызывают шок.

    Несмотря на довольно скромный бюджет, Оливер Хиршбигель не снял камерную драму с одним единственным местом действия. Еще один немаловажный герой картины — охваченный войной Берлин, который вот-вот готов развалиться на части. Боевые сцены фильма поражают, а массовке позавидует не один голливудский блокбастер. «Бункер» доказывает что зачастую энтузиазм его создателей играет большую роль, нежели чрезмерные финансовые вливания. При просмотре складывается ощущение что сам попадаешь в круговорот событий 1945 года глазами агонизирующих немцев. Но при всем при этом Хиршбигель не показал русских солдат как зверей, за что ему и спасибо. Конечно были легкие намеки на суровость и угрозу наших военных по отношению к беззащитным немецким девушкам и детям, но режиссер лишь показал что люди, дошедшие до Берлина не могут взять и забыть все кошмары войны, развязанной, между прочим, самими немцами.

    Перед тем как смотреть «Бункер» проверьте свои знания истории. Конечно же все знают Гитлера и Еву Браун. Но для полноты восприятия нужно знать кто такие Йозеф Геббельс, Генрих Гиммлер, Альберт Шпеер и Генрих Геринг. Лишь тогда вы до конца оцените блестяще рассказанный сюжет. Хотя фильм Оливера Хиршбигеля, несмотря на внушительный хронометраж и немалое количество действующих лиц, смотрится на одном дыхании и наблюдать за напряженным развитием ситуации интересно по любому. Так что добро пожаловать в «Бункер», который вы раньше не открывали!

    10 из 10

    6 марта 2014 | 18:26

    От фильма ожидал большего, чем то что увидел… Конечно, много плюсов… И то что подобных фильмов очень мало, и то что режиссер попытался сделать очень сложное- показать Гитлера со всех сторон, хотя его фигура всегда была покрыта тайной..

    Но минусов очень много. Это и незначительные «проколы» режиссера (например в сцене при «покидании» госпиталя в начале фильма, выкидывались современные папки-скоросшиватели, которых в то время и в помине не было) и более большие. Самый большой минус этого фильма по-моему — это то что режиссер сам не разобрался, что он хотел сделать, то ли документальный фильм то ли историко-драматический. И в итоге ни тот ни тот не получился. Да, фильм выполнен хорошо по атмосфере, но тогда надо было делать документальный, так как, мне кажется половине его смотрящих конец был известен, так как этот конец включен в программу средней школы. Да, в фильме присутствует сюжет и какая-никакая интрига, но режиссеру в этом плане многого не хватило в отличии от других фильмов этого жанра.

    6 из 10

    3 ноября 2009 | 16:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Актер Бруно Ганц, ставший известным благодаря интернет-мему «Гитлер узнал про…» из фильма Оливера Хиршбигеля «Бункер», получил роль папы римского Сикста VI в сериале канала Showtime «Ватикан». Пилотный эпизод будет снимать Ридли Скотт(...)
     
    все новости

    Статьи


    В честь выхода нового фильма Тиля Швайгера «Соблазнитель 2» КиноПоиск рассказывает о современных немецких кинематографистах, самых известных на своей родине и за ее пределами. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Индии снимают первый фильм про Адольфа Гитлера. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 532 615
    2.ГоловоломкаInside Out52 323 354
    3.Третий лишний 2Ted 233 507 870
    4.МаксMax12 155 254
    5.ШпионSpy7 911 786
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    75.ИзгойCast Away8.341
    76.БалтоBalto8.340
    77.ГонкаRush8.336
    78.Судьба человека8.328
    79.Укрощение строптивогоIl bisbetico domato8.324
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Отряд самоубийцSuicide Squad96.31%
    7.ЛегендаLegend95.74%
    8.МакбетMacbeth95.47%
    9.Вне/себяSelf/less95.31%
    10.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.25%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys65
    Физрук80
    НокдаунCinderella Man126
    Мир Юрского периодаJurassic World89
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys6.925
    Третий лишний 2Ted 26.368
    ГоловоломкаInside Out8.464
    Мир Юрского периодаJurassic World7.155
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL6.790
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    ПикселиPixels23.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Вне/себяSelf/less30.07
    премьеры