всё о любом фильме:

Бункер

Der Untergang
год
страна
слоган«Последние 10 дней жизни Гитлера»
режиссерОливер Хиршбигель
сценарийБернд Айхингер, Иоахим Фест, Траудль Юнге, ...
продюсерВольф-Дитрих Брюкер, Бернд Айхингер, Дорис Й. Хайнце, ...
операторРайнер Клаусманн
композиторСтефан Захариас
художникБернд Лепель, Клаудия Бобсин
монтажГанс Функ
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$15 000
зрители
Германия  4.52 млн,    США  859.4 тыс.,    Испания  712.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Номинации:
Апрель 1945 года. Советские войска сжимают кольцо вокруг столицы Третьего рейха — Берлина. Перед лицом неминуемого поражения нацистская верхушка ищет спасение в секретном бункере, не желая покидать обезумевшего фюрера. Отвергнув предложения о побеге, Гитлер утверждает, что победа близка. Он приказывает сравнять Германию с землей и обсуждает детали своего самоубийства. Последнее убежище палачей пронизано агонией и страхом. И лишь те, кто выйдут живыми из этого бетонного ада, смогут поведать историю о последних минутах жизни и мрачном падении диктатора и его режима.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
124 + 12 = 136
8.0
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам книги Иоахима Феста «Падение. Гитлер и крах Третьего рейха» (Der Untergang. Hitler und das Ende des Dritten Reiches, 2002).
    • Одна из сцен в фильме, в которой Гитлер пускается в бешеную тираду о том, что война проиграна, стала основой для многих вирусных видео. Во многих роликах сохранены оригинальные реплики, но добавлены новые субтитры так, чтобы казалось, что фюрер в фильме реагировал на разные события уже в современном мире: в политике, спорте или науке. Популярность этих пародий дошла до того, что студия Constantin Film в апреле 2010 года сделала попытку массового удаления пародий с различных видеохостингов. Более того, в 2012 году одна из сцен фантастической комедии «Железное небо» (2012) практически кадр в кадр воспроизводит сцену с фюрером, как еще одну пародию.
    • Для того чтобы лучше подготовиться к своей роли, Бруно Ганц провёл некоторое время в швейцарском госпитале, наблюдая за больными болезнью Паркинсона.
    • Съемки велись в Санкт-Петербурге при участии киностудии Ленфильм. Объясняется это тем, что в России съемочный процесс стоит дешевле, чем в Европе, и осталось много домов начала XX века.
    • Бруно Ганц довольно долго отказывался от роли Адольфа Гитлера, но изменил своё мнение после просмотра картины «Последний акт» 1955 года, решив, что и в этот образ можно привнести достаточную глубину.
    • В киноленте приняла участие реальная Траудль Юнге, секретарь Адольфа Гитлера, мемуары которой задокументировала писательница Мелисса Мюллер. Траудль скончалась в возрасте 81 года за несколько часов до премьеры фильма на Берлинском МКФ.
    • Бруно Ганц практиковался в произношении необычного акцента Адольфа Гитлера с помощью специально приглашённого молодого актёра из той же местности, откуда Гитлер был родом.
    • Среди 37 исторических личностей, ставших персонажами фильма, к моменту премьеры фильма в живых оставался лишь один человек, Рохус Миш, который был курьером, телохранителем и телефонным оператором Адольфа Гитлера на протяжении 1940-1945 годов. На сентябрь 2008 года он в возрасте 91 года (родился 29 июля 1917 года) вместе с курьером Армином Леманом (родился 23 мая 1928 года) оставался одним из двух последних живых обитателей бункера Гитлера.
    • Многие из фраз Адольфа Гитлера в фильме соответствуют действительности, однако, произносились в более ранний период.
    • В одной из сцен фильма можно заметить, что Магда Геббельс пишет письмо своему сыну от первого брака Харальду Куандту и перед ней стоит его фотография. Он был пилотом Люфтваффе и единственным из детей Магды Геббельс, кто пережил войну. В 1944 году он был ранен в Италии и попал в плен к войскам союзников, в 1947 году был отпущен на свободу и в 1967 году погиб в авиакатастрофе в возрасте 46 лет.
    • Пуговица, которую Гитлер удаляет со своего пиджака и передаёт Магде Геббельс, это золотой значок нацистской партии, которым награждались её высокопоставленные члены, непрерывно числившиеся в ней с 1925 года. Значком с номером 1 Гитлер наградил самого себя.
    • Портрет, на который Гитлер долго смотрит в одной из сцен, принадлежит немецкому императору Фридриху Великому.
    • еще 9 фактов
    Трейлер 02:06

    файл добавилAIdgar*Sviridov

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    То, что этот немецкий фильм четырежды менял название, прежде чем был выпущен на экраны России компанией «Централ Партнершип», с одной стороны, является случайностью, а с другой — выражает противоречивость и неровность самого кинопроизведения. Окончательный русскоязычный вариант «Бункер» отнюдь не кажется удачным, поскольку не отражает суть картины, которая даже по сюжету вовсе не ограничивается пребыванием Гитлера и его приближённых в подземном бункере в момент штурма Берлина советскими войсками. Первоначальная версия «Падение Берлина» слишком уж очевидно вызывала в памяти одиозную ленту Михаила Чиаурели. А название «Взятие Берлина» скорее бы соответствовало нашей точке зрения на исторические события периода завершения второй мировой войны. Пожалуй, наиболее точным было заглавие «Крах», упомянутое в рекламных роликах, но от него почему-то решили отказаться. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1802 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Честно говоря, весь фильм хотелось проявить к героям какие-то эмоции, сочувствие что ли, и видно, что режиссер даже пытался выдавить слезу из зрителя, но, к сожалению (для режиссера) — не получилось, в моем конкретном случае. Воспитание мое не позволяет испытывать к этим людям хоть грамм сочувствия. Но фильм хороший и его стоит смотреть.

    Гитлер — человек, потерявший всякую веру в победу, и подчеркивает это неверие своими нелепейшими приказами, но я немного сомневаюсь насчет руководства войной по карте невидимыми частями, или он и вправду помешался? И неужели все генералы были настолько ему преданы, что просто стояли и смотрели на это? Видимо после Сталинграда они действительно уже проиграли войну. Геббельс — фанатик, до последнего преданный фюреру, но в отношениях с женой явно не он главный, мне в конце показалось, что она за него замуж вышла только ради того, чтобы быть ближе к фюреру и она им руководила в его фанатичности, так как она явно здесь больший фанатик, чем сам Геббельс. Очень понравилось как ясно из нескольких уст была донесена идея нацизма: «Народ сам виноват, что доверил нам руководство», и еще дословно не помню, но суть, что немцы сами виноваты, что проиграли, слабый народишко, то оказался; но считаю, что все-равно слишком уж мало ее в фильме, но режиссер видимо хотел чтобы хоть капелька сочувствия была вызвана к Гитлеру, а все-равно не вышло.

    Остальные персонажи, вот, например, секретарь, очень хорошо у актрисы получилось донести образ девушки, преданной своему фюреру, а не идее, т. е. именно человеку. И сцена награждения детей, их немой восторг перед фюрером, точное чувство благоговения, перед властью, несмотря ни на что. А не понравилась в фильме Боярская, потому, что я знал, что она русская и ну никак на немку не похожа, так сказать русская, извините за выражение, рожа мешала воспринимать ее объективно, да и адъютант доктора тоже особо доверия не вызвал. А еще очень обидно, когда съемки ведуться в Питере, а как страну создатель не указывают и Россию в том числе. Сам фильм, на мой взгляд хороший и заставляет подумать на очень многие темы.

    8 из 10

    7 мая 2015 | 01:32

    Работа режиссера Оливера Хиршбигеля (постановщик нашумевшего фильма «Эксперимент») представляет безусловный интерес и, в целом, смотрится не без скуки. Видимо, не зря на 77-м кинофестивале в 2005 году этот фильм номинировался на Оскара как лучший фильм года на иностранном языке и отхватил еще кучу всяких наград.

    С художественной точки зрения фильм снят хорошо, даже актеров подобрали очень похожих на своих «героев» — Геббельса с женой, Бормана, Кейтеля, Спира и др. Но с точки зрения исторической правдивости и «подачи» материала, ощущения остаются довольно спорные. Трудно, мягко говоря, поверить в беспристрастность немецкого режиссера.

    Судите сами. В первой строке титров по окончании фильма говорится о том, что война унесла жизни более 50 млн. человек. А во второй строке (она же и последняя): «6 млн. евреев было убито в концлагерях Германии». И все, и больше ничего… А как же другие народы? Говорят, что когда информация подается не полностью, она очень близка ко лжи. Это похоже на тот самый случай. Возможно, это был экскьюз режиссера в сторону одной из наиболее пострадавшей в войне нации, но тогда надо бы извиниться и перед другими.

    К персонажам тоже много вопросов. Натура Гитлера раскрыта как-то не полностью, получился чуть ли не положительный герой, а Геббельс вообще выглядит тюфяком. Признание Альберта Спира (главный архитектор Третьего рейха) фюреру о том, что он саботировал его приказы и даже мешал их выполнению — вообще похоже на нонсенс. Попробовал бы хоть кто-нибудь ему перечить. А Гитлер (в этом фильме) даже всплакнул, но руки Спиру все-таки не подал, обиделся. Не верю.

    Еще одно «тревожное» ощущение у меня возникло от акцента, который делается режиссером на вере в возрождение из руин арийской расы, т. е., надо полагать, 4-го рейха. Сожалею, что пришлось немного покритиковать столь заслуженный фильм. Посмотрите, может у вас сложится другое мнение.

    5 из 10.

    13 марта 2006 | 09:03

    «Бункер» фильм из разряда тех, вокруг которых разгораются споры — слишком многих он затрагивает. Для немцев это очередная попытка осознать и примириться со своим прошлым. Но не попытка оправдать его — это становится понятным из финальных статистических данных: Вторая Мировая унесла более 50 млн жизней. Нам же «Бункер» дает возможность заглянуть в «их» толкование истории, что, однако, не означает, что после просмотра все сразу встанет на места. Тродль Юнге, секретарь Гитлера, дожила до 2002г., и, являясь очевидцем тех событий, о которых мы только читали в учебнике истории, она, конечно, имеет право донести до мира свою точку зрения.

    Фильм «Бункер» стал, к сожалению, еще одной жертвой перевода. В оригинале он называется «Untergang»  — «Закат», «Падение „ (ср. с английским Downfall). Я считаю, название «Бункер“ не подходит по той причине, что этот фильм не настолько камерный, чтобы описывать лишь быт и нравы последнего убежища нацистской верхушки. Untergang — это именно падение Рейха, режима, длившегося более 10 лет в Германии, и вместе с ним падают не только Гитлер-Гиммлер-Геббельс, но и весь Берлин, все немцы. Падает и мальчик, член Гитлерюгенда, и его родители, и полицейские на улицах Берлина. Потому что „в таких войнах не бывает гражданских лиц“».

    Сюжет, описывающий последние дни бункера, получился каноническим — ампулы с цианидом, убийство Магдой Геббельс шестерых детей, «последняя пуля для себя». Значит, Тродль Юнге не кривила душой, когда назвала свою книгу «До последней минуты» — она оставалась верна этой версии событий всю свою жизнь.

    «Бункер» — это фильм-первертыш. Если в нем и есть антигерои, то это не изверги человечества в общепринятом смысле слова, не Гитлер, не его ближайшие соратники. В них мы видим преданных цели людей, по-своему благородных. В верности его окружения есть что-то античное, а это не может не вызывать уважения.

    Заведомо отрицать все, что написано о снято о Войне немцами, — это все равно что надеть шоры. И такой взгляд, в том числе, как в фильме «Бункер», имеет право на существование.

    12 мая 2008 | 09:55

    Кто лучше всех может рассказать про войну? Конечно мы, русские, те кто сражался за Родину четыре года, те кто больше всех потерял в этой войне.

    Кто может рассказать про последние дни перед капитуляцией Германии? Конечно немцы, лишь они своим менталитетом могут понять и передать в художественной форме то, что происходило тогда в Берлине.

    Конечно, фильм спорный. Также отметил «плевок» в сторону русских в последней строчке фильма, что из 50 млн. погибших в войне, 6 млн — евреи. Почему выбрана эта цифра, а не 30 млн русских?

    Однако не соглашусь с теми, которые относятся к немцам (ко всем немцам и в настоящее время) как к зверям, только потому что у них были Гитлер, Геббельс и концентрационные лагеря.

    До сих пор у меня осталась ассоциация «забитая» в голову с детства, что немец и фашист это синонимы. Почему это должно быть так? Почему я должен ненавидеть всех немцев? Почему я должен ненавидеть?

    Да, были фашисты, которые сжигали людей в печках. Про это можно посмотреть в документальных фильмах (тот же «Великая Отечественная» Кармена). Но почему я должен ненавидеть всех людей немецкой нации, с начала её образования, а также всех ещё не родившихся потомков?

    Почему маленькие дети Геббельса должны быть зверями, как не были людьми их родители? Разве может маленький ребёнок быть плохим? Даже если он родился у нелюдя? Тогда следуя такой логике нужно и нам убивать всех детей и родственников в 10-ом поколении всех тиранов! Не превратимся ли и мы тогда в этих монстров? Не станем ли и мы тогда такими же как они — человеконенавистниками!?

    Ненависть убивает в человеке человека.

    Лично я не смог смотреть как убивает детишек жена Геббельса. Очень трагичная сцена. Они не виноваты, что родились в неподходящее время, и не в той семье.

    Я не увидел ничего вызывающего в этом фильме. Такого, про что можно было бы сказать что это пропаганда национал-социализма и фашизма, что это ложь «во всех ипостасях» и фильм нужно запретить к просмотру. Более того, это очень корректный фильм, т. к. снимался бы он в другое время и другими людьми он мог бы быть явно пропагандистским. К счастью, политики в фильме нет, и кроме некоторых замечаний претензий тоже.

    В целом фильм понравился, трагичный, раскрывающий ощущения тех людей которые оказались у краха, краха идей и краха жизни.

    25 марта 2010 | 16:23

    Значительная часть действия происходит в замкнутой локации, обозначенной названием фильма — на узком пространстве, в строгих, хотя и не без лоска интерьерах. Но при всем при этом картина Оливера Хиршбигеля может с полным правом называться эпической, настолько много она в себя вместила: практически всю Германию — от рассвета до заката. Отрезок времени был выбран безошибочно. Именно последняя декада апреля 1945 года стала подведением неутешительных итогов Третьего Рейха, империя рушится, оказавшись колоссом на глиняных ногах. Острым контрастом с агонией будут служить экскурсы- воспоминания героев в золотую, как казалось тогда, эпоху национал-социализма в Германии.

    В фильме чрезвычайно удачно показано, насколько по-разному могут себя вести люди, оказавшись в одной несущийся к пропасти лодке. Есть апологеты и фанатики, которые даже слыша над головой советские танки, рассчитывают назавтра очнуться от дурного сна с полевым биноклем на околицах Москвы. Другие, понимая, что падение неминуемо, застыли в философском ожидании неизбежного, не особо задаваясь вопросами: «Как?», «Почему?» и «За что?». Третьи, к которым принадлежит и героиня, от лица которой как бы ведется рассказ и которых вышеназванные вопросы как раз волнуют, пытаются определить, что же в их жизни было правдой, а что — ложью, и насколько чиста их совесть, чтобы найти себе место в покрытом пока туманом будущем. Четвертые, которые уже хорошо знают, как и за какие деяния придется нести ответственность, ищут пути спасения, задействовав всю свою хитрость, ум, изощренность и изворотливость. Ну и наконец пятые, ясно осознающие, что их время истекает, и уже определяющие с точностью др минуты время своего ухода.

    Все эти характеры и манеры поведения Хиршбигель расписывает с поразительной психологической точностью, благодаря которому в «Бункере» запоминается даже эпизодический персонаж, настолько все они наделены самобытностью и незаурядностью. Кроме того, герои хорошо проработаны и точно так же убедительно сыграны. Типажи подобраны удачно, визуальное сходство с реальными людьми близко к максимальному, насколько это вообще возможно. Прекрасно исполнили свои роли Хайно Ферх (Шпеер) и Ульрих Маттес (Геббельс), мастерски передав два по сути полярных характера. Честность, искренность и ясный ум Шпеера являют собой полную противоположность слепому фанатизму берлинского гауляйтера и идеолога Третьего Рейха, давно презревшего все морально-человеческие устои, но чувствующего себя, похоже, вполне полноценной личностью.

    Ульрих Нётен (Гиммлер) и Матиас Гнёдингер (Геринг) не располагают большим экранным временем, но тем не менее, свои эпизоды тоже отыгрывают блестяще, в особенности Нётен, который буквально за несколько минут раскрывает своего героя как человека даже не дву-, а многоличного, и который будет казаться настоящим в каждой из масок.

    Очень неплохи и все женские роли. Так, поразительно настоящей смотрится Ева Браун, которую играет Юлиана Кёлер, Удачным был и выбор Коринны Фарфух на роль Магды Геббельс. Веришь, что именно такой она и была в жизни.

    Безусловно, отдельного разговора заслуживает Бруно Ганц в роли Адольфа Гитлера. Всех киноинтерпретаций образа фюрера я не видел и возможно не увижу, но на сегодня для меня Ганц есть и в ближайшей перспективе останется эталоном того, как нужно играть Гитлера. Актер сумел показать нам личность далеко не такую простую и бе затей, какой его многие до сих пор считают. Гитлер предстает в «Бункере» абсолютно разным. Мы увидим и его острый психоз с истерическими криками, минуты страха, когда в нем, кажется, находят пристанище все мании и фобии, известные психиатрам, а также минуты апатии и чрезвычайной усталости, когда перед нами просто слабый человек, которого страшно тяготят собственная ноша и значимость, взваленные им на себя. Есть с ним в фильме даже искренние душевные сцены, когда фюрер предстает самым обыкновенным человеком с самыми обыкновенными и понятными человеческими чувствами и желаниями. И если кто-то в этот момент скажет, что по вине этого человека гибли тысячи и даже миллионы людей, на него будет впору посмотреть как на безумца, хотя это и правда. В эти мгновения в Гитлере виден сильный, незаурядный, умный человек, который мог бы иметь в истории куда более почтенную роль, чем сыграл в итоге. И тогда поневоле задумаешься, что вообще толкает людей в объятия такого всепоглощающего вселенского зла? При этом руководствуясь самыми благими намерениями, ведь кто возразит, что поднять и возвысить свою нацию, свою державу- цель благородная. Фюрер искренне желал Германии добра и величия. Но видно, утверждение о том, что благими намерениями выстлана дорога в ад, появилось отнюдь не случайно и имеет под собой подкрепленное многими примерами основание. Потому что даже в самом искреннем порыве к самой, казалось бы благородной цели можно легко забыть, что она не оправдывает средства. А Бруно Ганц, повторюсь, сыграл с потрясающей убедительностью, показав нам в первую очередь человека, а уже потом — фюрера. Несомненно, одна из лучших ролей для этого актера.

    Кроме всех моментов с участием непосредственно Гитлера, в фильме есть ряд и других по-настоящему сильных эмоциональных эпизодов. На всех останавливаться не буду, но сцена с умерщвлением детей своей матерью не может оставить равнодушным по определению, настолько она дика и противоестественна. Женщина создана, чтобы дарить, а не отнимать жизнь, тем более у собственного ребенка, и эта страшная борьба материнского инстинкта, самой женской природы с имплантированным в сознание и чудовищно извращенным и превратно понимаемым чувством долга не что берет за душу, она бьет наотмашь по оголенному нерву. Жестокая, страшная, но очень правдивая и безупречно сыгранная сцена.

    Еще, пожалуй, впечатлила вечеринка во время чумы, когда под грохот канонады в Рейхсканцелярии танцуют, поют и веселятся. Нереальность происходящего завораживает и и пугает одновременно.

    Хорошую музыку написал в картине Стефан Захариас. Почти все темы попали в свои эпизоды очень удачно, подчеркнув их настроение.

    Кино, заставившее посмотреть на ряд вопросов под несколько иным углом и лишний раз убедиться, что неоднозначного в человеческой жизни и истории человечества в целом достаточно много.

    8 из 10

    16 мая 2014 | 23:01

    Мой запоздалый просмотр этого фильма совпал с сообщением о том, что 20. 04. 2008 г. в Парке Победы, в Санкт-Петербурге группой из 8 скинов было совершено убийство Дениса Ездауцкиса (как сообщают газеты, убийцы были несовершеннолетними и одной их них была девушка (!). Я не знал этого парня, но не могу оставаться равнодушным к таким новостям. А тут этот фильм, режиссер которого, Оливер Хиршбигель, как мне показалось, тоже не может и не хочет уживаться рядом с такой идеологией, хотя и не все так просто.

    В основу фильма легли биографический трехтомник И. Феста «Гитлер», а также воспоминания и дневники ряда непосредственных участников тех событий. Одним из таких участников была Траудль Юнге, стенографистка и машинистка фюрера, которую в ленте сыграла Александра Мария Лара. Но это не главное действующее лицо и не повествователь «истории», а лишь один из свидетелей, хотя ее личная речь (она умерла в 2002 году от рака на 81-ом году жизни) начинает и заканчивает фильм. Большое количество источников, участников, а также сложность самого времени, в котором разворачивается действие, обусловили решение режиссера взглянуть на все как бы и со стороны, и глазами многих персонажей.

    В фильм вплетено большое количество сюжетных линий, наверно, каждая из которых могла быть удостоена отдельной киноленты. Здесь и Адольф с Евой, во многом противоположные персонажи, но объединенные преданностью своим идеям (Гитлер был предан социал-национализму, а Браун — мужу) и безумием последних дней, и всё фанатичное семейство Геббельсов, и «наивная» (возьму я пока это слово в кавычки) фройлейн Юнге, и рассудительный и спокойный рейхсминистр Альберт Шпеер, и достаточно собирательный образ германского генералитета, хотя и не без отдельных колоритных персонажей.

    Также в картине присутствует персонаж полковника-врача Эрнста Гюнтера Шенка. Для описания таких сложных времен авторы часто прибегают к «выгодному» образу «хорошего» доктора, который руководствуется в первую очередь своей врачебной этикой (доктор Живаго в одноименном романе Пастернака, врач в романе Камю «Чума» и т. д.). В «Бункере» это образ, естественным образом, «отягощен» отличительными знаками войск СС (как мне стало известно, я не специалист в этом деле, со званием Шенка связан один из ляпов фильма — он носит отличительные знаки старшего лейтенанта, а к нему обращаются «полковник»).

    В целом, это большой сложный клубок из нитей судеб и взглядов разных людей одной эпохи, что можно ставить в достоинство киноленты. К плюсам еще можно отнести высокую степень документальности, не смотря на достаточное количество исторических промашек. Но, на мой взгляд, художественные фильмы не должны становится учебниками истории, и присутствующие в фильме фактологические ляпы не должны смущать зрителя, лишь бы суть не менялась.

    Но вот что мне не понравилось, с кинематографической точки зрения, так это недостаточный уровень психологического, душевного, напряжения, что может вызвать скуку у неискушенного зрителя. Иногда кажется, что все это понарошку. Хотя нельзя не отметить сцену умерщвления детей четы Геббельс руками собственной матери, от которой все внутри сжимается.

    В некоторых местах, на мой взгляд, недостаточно сильно или неправильно расставлены акценты. Один из героев фильма, маленький симпатичный мальчик лет десяти, готов с помощью зенитного орудия и нескольких других членов гитлерюгенд постоять за честь Вождя в осажденном Берлине (кстати, Вождь награждает его железным крестом). Отец мальчика отговаривает сына и другую упрямую молодежь от безрассудного поступка, но тщетно, юнцам промыли мозги и в этой отваге они уже видят смысл. Ближе к концу фильма мальчик, заглянув в глаза смерти, как и любой ребенок бежит к отцу, который его ждет дома, несмотря на стихийную эвакуацию и зверства своих же солдат (если быть точнее, солдат СС, не дело это вермахта), веря что блудный сын вернется. Казалось бы, шикарный сильный сюжет! Но он в фильме скомкан и не очень заметен.

    А теперь о главном — за чем сняли это кино? После фильма долго над эти думал — ну, наверное, для исторической правды, покаяние «наследников» или что-то в этом духе. Но вот как-то мне этих целей не хватало, ведь режиссер, как и любой другой художник, как писал, например, Б. Шоу, должен быть ответственным за свое произведение, а при такой тематике — вдвойне. Да и по «Эксперименту» видно что режиссер — Человек. Страшнее Второй мировой войны человечество не знало, и забыть никогда не должно. А та идеология, которая насаждалась умелыми подлецами есть, опуская философские рассуждения о категориях, абсолютное зло (!), и это надо твердо помнить. Видимо, в этом то и все мои сомнения — фильм «мягковат» и даже не фильм, а персонажи, вроде и Гитлер не так «демоничен», вроде и Геббельс внушает уважение своей преданностью, вроде и Гиммлер рассудительный и приятный человек, как, впрочем, и Шпеер. Несомненно, они тоже в чем-то были людьми, но это не главное!

    Поэтому считаю, что фильм хороший, но неподготовленный зритель, особенно подрастающий может неправильно его воспринять, тема то опасная. Вся эта «честь», «отвага», «преданность» и «сила» вполне могут вдохновить молодое поколение, а таких скотов из Питерского Парка победы еще предостаточно. Хотя может они такое кино и не смотрят.

    В конце фильма сама Траудль Юнге покаялась — не может молодость, вроде как наивность, оправдать ее причастности к преступлениям нацистов, — но боюсь, что у меня нет достаточных оснований, чтобы снять кавычки со слов «наивная», она почти три года была рядом со Зверем.

    П. С.: М. А. Булгаков в своих письмах жаловался на то, что люди часто характерность принимают за положительность: «Читал труппе Сатиры пьесу. Все единодушно вцепились и влюбились в Ивана Грозного. Очевидно, я что-то совсем не то сочинил» (Письмо П. С. Попову от 28. 04. 1934 // Булгаков М. Дневник. Письма. 1914-1940).

    6 мая 2008 | 17:58

    Фильм Оливера Хиршбигеля построен не на одной только книге главной героини Гертруды Юнге. И даже не только на дополнительно привлеченном исследовании Иоахима Феста — автора одной из наиболее фундаментальных биографий Гитлера. В работе над фильмом использованы элементы воспоминаний и свидетельств практически всех переживших войну очевидцев и участников событий апреля 1945 г. в подземелье имперской канцелярии — это угадывается чуть ли не в каждом кадре. И скрупулезное следование мельчайшим деталям, отраженным в этих свидетельствах, несомненно, делает фильм близким к документальному. В отдельных сценах этот эффект приближается к максимуму, как, например, в эпизоде вручения Железных крестов мальчикам из гитлерюгенда в саду рейхсканцелярии, где создатели картины по сути воспроизвели кадры документальной кинохроники, запечатлевшей последнее прижизненное появление Гитлера перед камерой и, так сказать, «на публике» вообще, т. е. вне пределов того самого Бункера.

    Что до самого Гитлера, то его изображение в картине — еще одно свидетельство добросовестной экранизации авторами исходного материала — в воспоминаниях практически всех до единого очевидцев Гитлер в последние дни жизни предстает как раз таким — одновременно мягким и даже сострадательным к обслуживающему персоналу, к которому относится и главная героиня, и обрушивающимся с бессильной горечью и отчаянием на генералов и ближайших соратников с обвинениями в трусости и предательстве; в одно и то же время клянущимся (и, похоже- вполне искренне), что все то, что он делал, совершалось во благо горячо им любимого немецкого народа, и тут же во всеуслышание обрекающим своими приказами этот самый народ на гибель, как «не справившийся со своей исторической миссией».

    Кстати, чуть ли не главным «активно положительным» героем картины (кроме, пожалуй, врача Шенка и самой главной героини Трудль) выведен саботирующий данные приказы рейхсминистр Альберт Шпеер, в изображении которого авторам фильма удалось добиться, пожалуй, наибольшего портретного сходства при подборе актера. Вообще, тема неисполнения приказа проходит чуть ли не красной нитью через весь фильм. Не исполняет приказа о разрушении мостов и коммуникаций Шпеер, о чем сам и признается фюреру в прощальной беседе (кстати, сомневающихся в правдоподобности этого эпизода остается лишь отослать к мемуарам самого Шпеера, где эта сцена описана в деталях). Не исполняют приказа о прорыве к Берлину оставшиеся за кадром Венк и Штайнер, у которых просто нет сил для этого. Не исполняет приказа самый верный из соратников фюрера Геббельс, отказывающийся выполнить требование Гитлера покинуть рейхсканцелярию. Пожалуй, единственным выполненным в фильме остается приказ фюрера о посмертном сожжении останков его и Евы Браун. В немецкой системе дисциплины и исполнительности это может показаться нонсенсом, но в фильме рисуется как раз момент слома тоталитарной системы, и то, что авторы, пусть и только лишь добросовестно следуя за мемуаристами и историками, воспроизводят это на экране, не стоит относить к их неудачам.

    Вообще, временами создается впечатление, что режиссер руководствовался мемуарами того же Шпеера, включая субъективные оценки тех или иных персонажей, в не меньшей степени, чем воспоминаниями самой Траудль Юнге. Вот, к примеру, сцена, когда Ева Браун угощает приехавшего проститься с фюрером Шпеера, (единственная в бункере вспомнившая о том, что он наверное с утра не ел), тоже вчистую списана с мемуаров рейхсминистра вооружений. Многолетня подруга, а затем и жена Гитлера вообще пополнила собой галерею персонажей, выведенных в фильме с явной симпатией, или во всяком случае — с сочувствием (в точности, как в упомянутой книге). Она временами кажется единственной в компании обреченных в бункере, сохранившей не только мужество, но и чувство юмора и жизнерадостность на пороге смерти, и стремящейся при этом помочь чем-то окружающим — хотя бы ласковым словом.

    Куда более заметными неудачами стоит признать не слишком полное, мягко говоря, внешнее соответствие многих актеров в картине своим историческим «оригиналам». Наиболее «режущими глаз» в этом отношении выступают Геббельс, Кейтель, Йодль, Геринг (последний, к счастью, появляется в кадре только один раз и ненадолго). В случае с Геббельсом, по моему, дело не спасает даже неплохая игра Ульриха Маттеса- так пренебрегать внешним сходством режиссеру непозволительно. Между тем, чета Геббельсов -одни из ключевых персонажей фильма, а эпизод убийства Магдой Геббельс шестерых (!) своих детей, хоть и описан многократно, в фильме Хиршбигеля может, наверняка, претендовать на звание самой тяжелой для зрителя сцены. При этом чувство меры, пожалуй, впервые изменило тут режиссеру — совершенно необязательно было на протяжении нескольких минут фильма протоколировать процесс вкладывания ампулы в рот каждому из шестерых спящих детей с последующим ее раздавливанием. Не менее, а даже более сильное впечатление, очевидно, оставило бы это действо, показанное в отношении первой из несчастных жертв «материнской заботы», а потом можно было перевести камеру куда-нибудь «на другой участок битвы».

    Например, в берлинские подземелья, забитые раненными, умирающими, солдатами и толпами спасающихся беженцев. Еще в последней части советского «Освобождения» — фильме «Последний штурм», сцены боя в метро и последующего совместного спасения советских солдат и немцев из затапливаемой по приказу Гитлера подземки стали чуть ли не самыми сильными в эмоциональном плане во всей эпопее Ю. Озерова. В «Бункере» ад в берлинском подземелье изображен не менее впечатляюще. Опустошенные, потерянные, оглушенные бомбежкой и артобстрелом жители Берлина в фильме Хиршбигеля повторяют судьбу граждан Варшавы, Роттердама, Сталинграда, попадая под своего рода исторический бумеранг.

    Не всегда в фильме соблюдается хронологическая последовательность событий. Разговор Гюнше с шофером фюрера Кемпкой по поводу бензина для сожжения трупов первой четы рейха состоялся, по свидетельству последнего, уже после смерти «шефа». Самоубийство Геббельса произошло 1 мая, а капитуляция берлинского гарнизона — на следующий день, тогда как в фильме генерал Вейдлинг объявляет о капитуляции в сцене предшествующей самоубийству преемника Гитлера на посту канцлера.

    Особо стоит отметить образы советских солдат и офицеров в «Бункере». Здесь авторам фильма удалось проявить подлинный стоицизм, удержавшись от, рискну утверждать, сильнейшего искушения пройтись хорошенько по теме бесчинств советских войск в захваченной Германии вообще и Берлине в особенности. Возможностей по ходу фильма для такой вставки и не одной — хоть отбавляй, как и исторического материала, который мог бы таковую убедительно обосновать. Напомню, что за два года до создания «Бункера» в Англии вышла нашумевшая книга Э. Бивора «Падение Берлина. 1945», где насилию над мирным населением Германии со стороны советских войск уделено немало места. Да что там Бивор- одного Льва Копелева хватило бы с лихвой! Однако создатели фильма являют нам пример подлинной корректности и исторического такта — не показывают в кадре ни единого момента, который мог бы хоть намекнуть на такого рода аспект событий тех дней. Зверства нацистов показаны, зверства наших войск — нет. Так что сомнений в том, что для авторов является главным злом, на котором они считают необходимым сосредоточить все внимание, не остается.

    Советские персонажи в фильме изображены не только вполне нормальными людьми — правда, поданы они в большинстве редких эпизодов с их участием этакой общей серой массой, надвигающейся на эпицентр событий в фильме — Бункер — (за исключением разве что того момента, когда Траудль идет через группу наших бойцов в момент капитуляции — тут уже видны живые, вполне человечески с разными выражениями лица — даже у явно пьяного бойца в пилотке, остановившего ее — глаза вполне осмысленные) — но и говорят на чистом русском языке, что для западных фильмов уж совсем редкость. Даже в крохотный эпизод переговоров Кребса с советским командованием о перемирии на роль Чуйкова создатели фильма пригасили российского актера Александра Сластина (который, правда, с реальным командармом 8-й гвардейской не имеет даже отдаленного внешнего сходства — еще одно свидетельство проблем сходства актеров с героями в картине), благодаря чему советский генерал в фильме говорит без «техасского акцента»- явления, печально прославившего фильмы Голливуда всех времен.

    Извините за многословность — фильм того стоит. «Бункер» — лишнее подтверждение тому факту, что при меньшей зрелищности европейское кино значительно обгоняет американское и по качеству, и рискну сказать — по художественной и социальной ценности. С учетом всего сказанного

    9 из 10

    1 марта 2008 | 12:59

    Последние дни рейха, последние часы жизни верхушки немецкого командования, показанные нам глазами десятка реальных очевидцев краха нацистской империи. Нельзя подводить «Бункер» исключительно только под историю падения фашистского диктатора. Несмотря на то, что Адольф Гитлер — центральный персонаж фильма, «Бункер» не является исключительно его биографическим исследованием. Картина имеет цель рассказать о вполне закономерной судьбе множества немецких солдат и офицеров, а также их семей в дни решающей битвы за Берлин.

    Что касается самой картины, ее художественной ценности, Оливер Хиршбигель порадовал очень качественной режиссурой и интересной, тщательной прорисовкой всех персонажей. Поэтому два с половиной часа хронометража пролетели для меня практически не заметно. Сюжет держит в напряжении временами динамикой, временами серьезным психологическим напряжением. Большой плюс для фильма — прекрасные актеры, все без исключения, но Бруно Ганц в роли Гитлера и Джулиан Колер в роли Евы Браун выглядели в своих образах сверхорганично.

    Режиссер прекрасно передал чувства паники и дикого отчаяния среди немецких офицеров, находящихся в бункере Гитлера, когда они с каждым часом, с каждой минутой вынуждены были осознавать неминуемый крах гитлеровской империи. Кто-то в страхе перед неминуемым позором и расплатой за совершенные военные преступления сводил счеты с жизнью, кто-то заливал страх алкоголем и пытался уйти от реальности, устраивая бурные гулянки, понимая всю безысходность своего положения. Наиболее дальновидные просто пытались скрыться вместе со своими семьями. Царивший в рядах нацистов хаос и смятение очень остро чувствуются с экрана и составляют основное настроение всей картины.

    Все снято очень хорошо и достоверно, но в фильме присутствуют ноты, которые мне оказались не по душе. Режиссер, несмотря на свои старания остаться нейтральным и объективным повествователем собранных им исторических фактов, все-таки слегка сместил акцент в сторону некоторой идеализации образов ряда фашистских преступников. Показное самопожертвование во имя пустых и бесчеловечных идей со стороны целого ряда персонажей, конкретное акцентирование внимания режиссером на сценах прощания немецких офицеров перед смертью, в том числе и Гитлера с окружением, снятых едва ли не с драматическим надрывом и эмоциональностью, словно режиссер попытался вытащить из темных уголков души фашистских преступников и представить на суд зрителю что-то человеческое, некие проблески понятий о чести и долге, любви и преданности.

    Все это было понятным, поскольку кино снимали немецкие кинематографисты, но показалось мне немного не корректным и имеющим цель определенного воздействия на переоценку зрителем поступков, мотивации поведения и образов садистов и палачей, сгубивших миллионы невинных жизней.

    8 из 10

    6 октября 2008 | 11:53

    Могу сказать, что я познакомилась с этой картиной совершенно случайно, по странному стечению обстоятельств. Был тихий вечер выходного дня, хотелось посмотреть какой-либо интересный фильм. Почему же я потянулась именно к диску с военными фильмами? И выбрала первый фильм, который значился в списке? А на моем диске он значился как «Освобождение. Битва за Берлин.» Но произошла ошибка-это был совершенно другой фильм, «Бункер» Оливера Хиршбигеля. Я посмотрела картину-посмотрела с начала и до конца, только просмотр растянулся на несколько часов. Потому что ощущения от просмотра и эмоции были настолько сильными, что я могла смотреть картину с перерывами-после 10-15 минут я выключала фильм на несколько минут, чтобы успокоиться и осмыслить все увиденное. Причем я даже не помню число первого просмотра-и не вспомню, настолько я была ошеломлена. Это один из немногих фильмов, вызвавших слезы на мои глаза. Во второй раз я дала себе слово быть более бесстрастной при просмотре «Бункера», но я не смогла. Ощущения мои были практически такими же, как и во время и после первого просмотра. Теперь постараюсь описать их.

    Итак, перед нами последняя весна и последние дни «тысячелетнего» Третьего Рейха…

    Государство, которое столько лет держало в страхе столько стран. Двенадцать лет… Так мало… и так много.

    Есть информация, что съемки картины проходили на улицах Санкт-Петербурга, потому что там много старинных зданий, которые вполне можно было бы использовать как фон. А я даже не подозревала об этом, я ясно видела перед собой горящий и лежащий в развалинах БЕРЛИН, видела агонизирующий Третий Рейх своими глазами. Меня поразила натуралистичность происходящего, я словно сама была там…

    Сказать, что мне понравился фильм… нет, это не то слово. Слишком оно будет простым для той бури эмоций, которая обуревала меня.

    Итак, последние дни Третьего Рейха. А ведь как все радужно начиналось для молодой красивой и полной надежд девушки из Мюнхена, фройлейн Траудль Юнге, которой посчастливилось стать секретарем самого фюрера. И вот резкий контраст-фюрер со своими немногочисленными приближенными скрылись в бункере под рейхсканцелярией, Берлин лежит в развалинах, а русские войска на подходе. Каждому ясно, что война проиграна…

    Особенно впечатлил и тронул один момент-разговор простого «гражданского» немца с детьми и подростками из гитлерюгенда. Была там девочка лет 13 с белокурыми косами и огромными светлыми глазами. Ей бы еще в куклы играть, а она стояла в каске и мундире-и с непоколебимой верой в Великую Германию. Видно было, что она преклонялась перед фюрером. А когда надежда рухнула, она приказала своему молодому командиру застрелить себя, потому что думала, что ее жизнь потеряла смысл. И лежала в окопчике девочка с огроными открытыми глазами-как символ погибшей Великой Германии. Ее маленький товарищ, прибежав к месту их сбора, увидел только смерть…

    Траудль Юнге

    «Это все нереально… Это как в страшном сне, из которого невозможно выбраться… Это никогда не закончится…»

    «Молодость-это не оправдание»
    -ее же слова после стольких лет.

    Александра Мария Лара предстает перед нами в образе молодой, нежной, в меру! наивной девушкой. Она только верно служила своему фюреру-и не может оставить его из чувства долга, хотя ее не покидает ощущение, что все это неправильно.

    Адольф Гитлер

    «Если вы думаете, что теперь я покину Берлин, вы ошибаетесь. Лучше я пущу себе пулю в лоб. Делайте что хотите…»

    «Чувство сострадания к слабым-непростительный грех.»

    «Завтра меня проклянут миллионы… Но… такова жизнь.

    Фюрер, фюрер… Актеру Бруно Ганцу мое огромное спасибо. Образ фюрера передан великолепно, с полной самоотдачей и вхождением в образ. Мне так и хотелось сказать ему: «Да, вы и есть фюрер». Мимика, жесты, выражение глаз великолепны. Бруно Ганц показал образ человека жестокого-и отчаявшегося, принципиального-и беспринципного, затравленного, ослабевшего- не желающего принимать действительность-но все-таки личность и человека. Со своими слабостями, по-своему обаятельного.

    Ева Браун

    «Он-наш Фюрер. Он знает, что лучше.»

    «Может быть, это звучит странно, но я счастлива здесь. И мне совсем не страшно.»

    -Фройлейн Браун! -Теперь можете называть меня фрау… Гитлер!

    Фройлейн Браун, фрау Гитлер. Любовь зла. Любить такого человека страшно. Но сердцу не прикажешь, Ева все-таки любила фюрера, несмотря ни на что, это видно из ее слов. «Он-наш фюрер». И этим все сказано. Она задыхалась в бункере, считала бункер каменной гробницей, но уйти не могла, не могла оставить его. Она осталась с ним до конца-и была счастлива, несмотря ни на что. Ведь исполнилась мечта всей ее жизни, хотя и за несколько дней до смерти — она вышла замуж за того, кого любила, за единственного мужчину ее жизни. Хоть он и отравил ей всю жизнь.

    Интересно, что чувствовала фрау Ева Гитлер, поднеся к губам роковую ампулу? Думаю, она все-таки была счастлива.

    Хорошо сыграла актриса Юлиане Келер, в роли Евы смотрелась очень органично и естественно. Только мне показалось, что ей несколько не хватило меланхолии-или то была эйфория последних дней? А мне всегда казалось, что Ева должна была быть грустнее. Но она была яркой и живой, живее всех в бункере.

    Йозеф Геббельс

    «Игра окончена. Ты мне больше не нужен.»

    «Игра», герр министр Геббельс? Вы играли? А как же миллионы загубленных жизней, в том числе и немцев?

    Вот Йозеф Геббельс мне не понравился больше всех в бункере, с первого взгляда не понравился, хотя игра актера Ульриха Маттиса была на уровне, ничего плохого сказать про него не могу.

    Магда Геббельс

    «Я не хочу, чтобы мои дети жили в мире, где не будет национал-социализма… Если не станет фюрера и национал-социализма, жизнь потеряет всякий смысл…»

    Фрау Магда Геббельс именно такая, какая и должна быть. Она жесткая, аристократичная, принципиальная «железная» фрау, приверженка национал-социализма до мозга костей. Раньше мне она не нравилась, и вовсе не потому, как она поступила со своими детьми. Я даже не знаю, жалко ли мне детей Геббельсов, но когда Магда прощалась с ними, я затаила дыхание-это был один из самых сильных моментов во всем фильме. Но теперь я могу сказать, что изменила свое мнение.

    Я не увидела в фильме НИ ОДНОГО актера, который бы плохо справился со своей ролью.

    Ушли из жизни те, кто не мог существовать без великого Рейха. У фюрера не было иного выбора, и многие последовали за ним. Отгорел последний костер-а юная Траудль Юнге осталась жива.

    Траудль осталась жива и пронесла свои воспоминания через многие годы. Воспоминания, которые нельзя забыть. Воспоминания, которые предстают перед тобой снова и снова. Благодаря этим воспоминаниям, живым и ярким, режиссер Оливер Хиршбигель снял прекрасную картину. В этом фильме все ужасно-и прекрасно.

    Спасибо всем создателям фильма за доставленное «горькое» удовольствие. «Бункер»-один из лучших фильмов, который я когда-либо видела. Шедевр. Единственная оценка, которую могу поставить-

    10 из 10

    27 сентября 2009 | 21:28

    Очень сильный фильм.

    Один из лучших западных фильмов об этой войне.

    Символично, что в контексте этого фильма, он был сделан именно немцами.

    Любому грамотному человеку, смыслящему в истории 2-ой Мировой, понятно, что для Германии это была ужасная катастрофа. Они поднялись против всех сверхдержав того времени и потерпели сокрушительное поражение. В конце концов, этот режим поднялся против человечества, если брать ихнюю идеологию.

    Здесь очень хорошо показано, чем и кем именно были затуманены рассудки простых немцев. Настоящая чума… Она не может нести жизни и светлого будущего. Она несёт только смерть для тех кого она поражает.

    Жалкий фюрер в своём прогрессирующем безумии пытается еще что-то предпринять, передвигая в своих фантазиях миллионные армии которые принесут ему великую победу… Не зная о том, что его армии уже фактически давно нет. Есть деморализованные офицеры, голодные и истощенные солдаты, которые либо разбегаются в разные стороны, либо тщедушно пытаются еще хоть как-то задержать неминуемый фатальный финал этой «победной» для них войны…

    Фюрера предают почти все. Ну а кто бы сомневался?? И достоин ли он чего-нибудь иного? Старый (в свои-то годы), дряхлый и смертельно больной, он уже не способен управлять ничем. Остался только культ, который многие не хотят нарушать. В сущности, они ведь профессиональные военные. Они не могут предать своего главнокомандующего.

    Актёр Бруно Ганц сыграл просто блестяще! Мне не приходилось ранее видеть его в фильмах. Но в любом случае — эта одна из его лучших ролей. И вообще, одно из лучших исполнений Гитлера в кинематографе.

    Здесь очень удачно показаны паралели в судьбах простых немцев и лидеров державы. Панорама общей трагедии, бессмысленной и ужасной. Ни минуты не хочется им сочувствовать. Когда в фильме Геббельс произносит слова: «Они сами нас выбирали во власть… Ну так пускай теперь летят, летят прочь их глупые головы…», разве что вспыхивает ненависть именно к нацистким лидерам. К чему они привели этот замечательный, сильный народ?!

    Многие знают, что немцы несколько механичны, да. Они меряют абсолютными величинами, не вглядываясь в суть. Им очень свойственна идея «цель оправдывает средства». Разумеется, в основном в пределах своих христианских принципов. Но был один такой раз, когда это свойство было использовано в куда-более ужасной форме… Вот чем это все закончилось.

    Ну да, у немцев ведь еще есть особенность стремиться быть всегда первыми. Вот оно и «коротнуло» у них в мозгах.

    Что еще очень понравилось и запомнилось, так это то, что здесь так же как и в других фильмах, хорошо показаны нормальные, порядочные немцы. Врачи, солдаты. Жаль, что таковых там все время оказывалось мало…

    В общем целом — фильм очень тяжелый, сложный, противоречивый. Это психологическое кино, без особых закруток сюжета. Просто трагедия. Показаны последние дни осужденного на смерть за огромнейшие преступления…

    Однозначно рекомендую к просмотру!

    10 из 10

    31 июля 2010 | 18:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>