всё о любом фильме:

Утомленные солнцем 2: Цитадель

год
страна
слоган«Ни шагу назад!»
режиссерНикита Михалков
сценарийНикита Михалков, Александр Новотоцкий, Владимир Моисеенко, ...
продюсерНикита Михалков, Леонид Верещагин, Алексей Балашов, ...
операторВладислав Опельянц
композиторЭдуард Артемьев
художникВладимир Аронин, Татьяна Ткаченко, Константин Грязев, ...
монтажСветолик Зайч
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
$45 000 000
сборы в России
зрители
Россия  206.2 тыс.,    Украина  19.8 тыс.,    Турция  1.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время157 мин. / 02:37
Своей искалеченной судьбой заплатил комдив Котов за восстановление доброго имени. Он возвращается в дом, воспоминания о котором давали ему силы все эти страшные годы. Но то, что ждало в этом доме, его потрясло. Все изменилось, его хрупкий мир рухнул. Котову снова придется сражаться. За свое имя, за свою честь, за свою любовь, за свою Цитадель…
Рейтинг фильма
IMDb: 3.90 (1101)
ожидание: 32% (9590)
Рейтинг кинокритиков
в России
36%
5 + 9 = 14
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Это второй фильм Никиты Михалкова, в котором говорится одна и та же фраза: «Ссать и родить — нельзя погодить» (в фильме «12» эту фразу говорит герой Валентина Гафта, в фильме «Утомленные солнцем: Цитадель» эту фразу говорит солдат на 41 минуте фильма).
    • В сцене, где комдив навещает свою жену, Митя в определенный момент играет на пианино главную тему фильма «Сибирский цирюльник», режисером которого также является Никита Михалков.
    Трейлер 02:33
    все трейлеры

    файл добавилCommon..Rock

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1883 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Никита Михалков бесспорно является одним из самых известных российских режиссеров, но в данное время Михалкова преследуют две беды: 1) отсутствие оригинальных идей; 2) нелюбовь критиков и зрителей. Мало того, что Михалков никак не может нащупать материал, который был бы интересен зрителям, так еще и рядовой киноман потерял всякий интерес к работам Михалкова, а все потому, что Никита Сергеевич позволяет себе неэтичные высказывания и в упор не воспринимает справедливой критики. Но в одном Никита Сергеевич все-таки прав, говоря о том, что критики и зрители частенько оценивают его работы с оглядкой на личную неприязнь.

    Вторую мировую войну можно снимать, опираясь на различные точки зрения и факты. Некоторые режиссеры предпочитают снять глянцевую версию войны ("Брестская крепость»), в то время как Михалков полон сил и энергии экранизировать подвиги штрафного батальона, который подчиняется приказам не всегда адекватных командиров. За проявленную смелость Михалкову следует поставить плюсик, но этот плюс никак не влияет на количество минусов, собранных режиссером в течении 150-ти минут хронометража. Никита Михалков напоминает неопытного рыбака, который вместо того, чтобы ловить рыбу, начинает менять места ловли и жаловатся на невезение. Режиссер собрал целый взвод именитых актеров, но достойные роли предоставил единицам. Невнятный монтаж и нелогичные поступки главгероев подчеркнули не только явные проблемы «Цитадели», а и режиссерскую слабость в целом.

    «Утомленные солнцем 2: Цитадель» — это конечная станция фантастических приключений для комдива Котова. Хочется надеятся, что через пару лет мы не увидим картин в жанре Sci-Fi: «Котов против пришельцев» и «Воскрешение комдива Котова».

    4 из 10

    31 мая 2011 | 12:48

    Не хотел идти на этот фильм после просмотренного дома на DVD «Предстояния». Но не смог удержаться что бы не посмотреть до чего дойдет маразм в последней части — «Цитадель».

    После просмотра могу сказать.

    Режиссер справился — «честь и хвала»!

    Комок к горлу действительно подкатывает и именно от того что ты видишь на экране — все верно! Только подкатывает он не от чувства сострадания и сопереживания героям картины, а от того что противно видеть как поливают грязью историю, тех кого уже почти не осталось в живых. От того что посмели заявить в своей рекламной компании что это великое кино о Великой Отечественной Войне(как только язык повернулся).

    И так о фильме:

    По началу вообще смотрел фильм, как комедию, особенно встречу Котова с Митей.

    Оказывается полковник НКВД так сильно пахнет(видимо духами), что его можно учуять. Конечно как актеры Михалков и Меньшиков хороши, а комедии у них вообще отлично получаются. Но когда комедия «догони меня» закончилась стало грустно и противно.

    Как всегда в любимых традициях показано, что солдаты вражеской армии- воины интеллигенты любящие классическую музыку вовремя прослушивания которой постреливают из пулеметов (с оптикой, да походу еще и с глушителем) по позициям советских солдат. В тоже время советские офицеры и генералы это сплошь алкашня развлекающаяся в блиндажах с офицершами медицинской службы. А солдаты умные, но бесправные кормят в окопах комаров в ожидании следующего бестолкового приказа который отправит их на верную смерть либо от вражеской пули либо от пуль заградительных отрядов (которые кровожадны и безнаказанны до такой степени, что без проблем расстреляют даже полковника НКВД если он не пойдет на штурм крепости, а побежит обратно в окопы).

    В фильме Верховное командование СССР настолько сурово и продуманно что планирует операцию направленную на устрашение западных государств показав им зверства немецкой военщины которая расстреливает гражданское население и тем самым опорочить образ немецкого «порядочного» солдата — интеллигента. План до ужаса в коленках прост и показывает всю «проницательность» руководства страны. Он предполагает привезти на передовую 15000 !!! человек ополченцев оставить их в гражданской одежде дать им палки и отправить их на штурм укрепрайона, а точнее одной бетонной коробки, их естественно постреляют, а фотографии с места казни распространить по миру показывая, что вот мол немцы-звери. Это очень «продуманная» акция несмотря на то что идет 43 год есть другие доказательства военных преступлений немецкой армии и не обязательно для этого расстреливать 15000.

    Вообще все утрировано, а во многом и просто выдумано, причем в особо извращенной форме.

    10 мая 2011 | 14:04

    Кому-то будет поперек в очередной раз михалковская фантасмагория и символизм, но в режиссерском и актерском таланте Никите Михалкову не откажешь.

    Это фильм-боль, фильм-фатум. Наверное, так должен выглядеть ад для души и мясорубка для тел. С «протезом» вместо сердца от боли и потерь, где что ни день то казнь не от врагов, так от себя. Надо уметь показать подноготную человека, содрать наносное с человеческой эмоции, обнажив ее суть, при этом не потерять смысла и канвы разнонаправленного повествования.

    Каждая нота веселья кровоточит и звучит здесь и сейчас, растворяясь в неизвестном завтра, трагедия в каждом вздохе и разочарование на выдохе. Прежнего уютного мирка нет и не будет, даже поцелуи с привкусом отчаяния. Когда человеку нечем цепляться за эту землю, что его удерживает от крайности?

    Любая война это безумие без границ. Но даже в безумии нет предела сердцу в выражении любви и сохранении святости земных истин и человечности.

    9 из 10

    7 мая 2011 | 15:17

    Могут ли художественные фильмы ответить на интересующие нас вопросы? Или они предназначены для бесцельного времяпровождения? Я бы разделил фильмы на две категории: 1)поучительное кино; 2)мыло, помогающее отключить мозги после трудного дня. Трилогию «Утомленные солнцем» я бы причислил к обеим категориям. Чему я смог научиться из поучительной части, т. е. каким жизненным опытом я обязан Михалкову? Пожалуй, самым значимым является его взгляд на мотивацию к жизни. Подчеркну особо — его взгляд! До просмотра трилогии, особенно последней части, «Цитадели», у меня был свой особый взгляд на ценность моей жизни. У меня с годами выработалась своя собственная система ценностей и в трудные моменты моей жизни, например когда моя жизнь висела на волоске, меня хотели убить, я черпал из этого душевного источника волю к продолжению борьбы, желанию жить. Это я и называю мотивацией к жизни. Так вот главной заслугой Михалкова считаю то, что он показал мне свой взгляд на мотивацию к жизни. Котов — это сильная личность, его силища кроется в том, что он связан с родиной тысячей душевных нитей. Порви одну, вторую или десять нитей, останется еще сотни которые будут удерживать его на плаву, спасать от отчаяния и не дадут ему превратиться в животное. И это при том, что он атеист, т. е. ему не присущ религиозный фанатизм. Про таких говорят, что они «соль земли» или, что они самые, что ни не есть «настоящие человеки». По собственному опыту знаю, что таких людей мало, ну может один на тысячу. Мой дед десять лет с 37-го года работал в ГУЛАГе на лесоповале в богом забытом местечке недалеко от нынешнего Чегдомына. Попал он туда по политическому доносу как «вредитель». После того как был освобожден в 47-м еще пять лет испытывал муки голода, несмотря на то, что лопал все подряд. Когда в 53-м Хрущев амнистировал всех политзаключенных, что за праздник был у него в душе. Он прожил трудную жизнь, вырастил здоровых крепких детей и это был человек с могучей мотивацией.

    Я думаю, что Михалков правильно сделал, что показал войну по своему и не стал копировать Спилберга, Кубрика, Бондарчука и т. п. Превращать кино в мясорубку, с кучей разорванных трупов, кишок, говна, червей и мух сейчас сможет каждый. Только кто это будет смотреть? Мне, испытавшему на своей шкуре эту грязь, особого кайфа это не доставит, скорее чувство тошноты. Молодым, ни разу не бывшим в говне — это только добавит ночных кошмаров и неуверенности. В общем, мир лучше не станет, если в кино дотошно, с точностью до мелочей покажут технологию убийства. Брат моего прадеда служил кавалеристом в первую мировую и рассказывал как однажды на лошади он подскочил к немецкому пехотинцу и одним махом срубил ему голову. Голова как кочан капусты отлетела в кусты, а тело еще несколько минут стояло, наводя недоумение на убийцу. Даже если этот эпизод и покажут в кино во всей красе, то что это даст? Женщины повизжат, мальчики подергают носиком.

    Монолог Сталина о «воспитании нации» в финальной части, на мой взгляд, является краеугольным камнем, который формирует общую идею. Поскольку Сталин и Гитлер есть две стороны одной медали, то как тут не вспомнить монолог Гитлера: «… Во время войны было бы целесообразным собирать вместе неудачные особи и направлять их в такие места, где нужно только пушечное мясо и не требуется особых индивидуальных качеств». Я уверен, что и Гитлер и Сталин испытывали во многом схожие проблемы. Гитлеру нужно было заставить немецкий народ двигаться на восток, Сталину надо было заставить советский народ двигаться на запад. Две цивилизации столкнулись: европейская и полуазиатская. На одного убитого немца пришлось десять убитых советских людей. Почему? Сто тридцать лет прошло со времен вторжения Наполеона, а общая картина не изменилась. Наверх, на высшие руководящие посты попадают мерзавцы, гнильё в моральном плане. Вместо дорог существуют только направления, и всякое передвижение превращается в бесконечное дорожное траханье. Тыловые крысы пополняют народонаселение не так быстро, как это может сделать безногий калека — фронтовик. Опять драпали до самой Москвы. Опять у них во время боя идет счет количества единиц оружия и амуниции, а у нас считают количество душ, способных поймать свинец. Трехлинейки стоили копейки, было изготовлено порядка десяти миллионов винтовок. Уверен в том, что ни у одного работяги дома не было ни одного ствола нарезного оружия. Сейчас проведи опрос населения: сколько автоматов АК есть у кого? Изготовлено более шестидесяти миллионов АК, а у русского Вани дома его нет. Ему не положено. Автомат стоит тысячу вшивых баксов, он предмет номер один в миллионах семей по всему свету, но только не в России.

    Когда я смотрел впервые «Цитадель», сцену с черной пехотой, когда музыкантам и прочей интеллигенции даже водки не дали, я весь съежился внутри, задрожал. В такое гавно страшно попасть даже сидя в кинозале. Страшнее расстреливаемых детей на барже, я ожидал увидеть мечущихся в панике и безумии мужиков. И это бы не принесло мне удовольствия, только страдания. Ведь я русский человек. Тот на кого весь мир сейчас показывает пальцем, вот мол пьяница и свинья. Но в отличии от свиньи я хотел бы умереть с гордо поднятой головой и глядя убийце в глаза.

    Немцы в фильме — это нечто особое. Дурной фриц на «штуке» расстреливающий детишек, фриц-пулеметчик играющий с мышкой. Ни одна из этих иллюстраций не дает ответа на вопрос: кто они были? В чем была их мотивация? И похоже на то, что Михалков специально не рассказал об этом. Возможно, что в будущем Германия сама создаст фильм рассказывающий о том, что помогало ее сынам сохранять волю к жизни и борьбе находясь так далеко от отчего дома. Что это может быть — лютая ненависть к комунякам, славянам? Такая большая потребность в землях и ресурсах? Или они просто фанатики, свято одержимые идеей, сделать большой бум? По факту третий рейх оставил после себя пирамиду из пятидесяти миллионов человеческих черепов и дал огромный толчок в развитие многих цивилизаций. «Война — это мать всех вещей» — так любил повторять Гитлер. Фильм «Утомленные солнцем» провоцирует немцев создать аналогичный киноэпос в котором будет противостояние Гитлера и Гудериана, ну еще добавят Гиммлера или Геббельса. А снимут его на киностудии «ГГГ» (три Г).

    Благодарю за показ негламурных солдатиков, за нецензурные выражения, за особый неповторимый стиль. Оцениваю фильм «Утомленные солнцем: Цитадель» на высший бал (10 из 10) и хочу, чтобы голливудское порево забыло к нам дорогу.

    5 февраля 2015 | 06:11

    Просмотрел обе части этого бреда с большой брезгливостью. Сюжет натянут за уши, про «чудеса» вообще молчу: у неокрепших детских умов может сложиться впечатление, что Михалков одним выстрелом уничтожил чуть ли не весь бункер Гитлера. Меня начинает мутить от всех этих сисек его дочери, озабоченного, умирающего солдата (или самого Михалкова?), анатомических подробностей о содержимом перерезанного танком солдата, супергероя а-ля mikhalkov, в огне не горящего и уничтожающего в одиночку чуть ли не полдивизии вермахта. А в финале картины дурачок-немец — это зритель, которому Михалковы, проезжающие на танке великодержавно оставляет право на его жалкое существование. В общем Михалков хотел сочинить оду себе-великому, а получилась заупокойная месса о Михалкове-режиссере.

    1 из 10

    3 июля 2012 | 07:47

    Услышав после просмотра «Предстояния» фразу о том что главного героя ждёт «Цитадель», я по своей наивности и опираясь на общие знания о Второй мировой, подумал что зрителя ждёт повествование о одной из тяжелейших битв за всё время войны, а именно о «Курской дуге» (второе известное название которой именно «Цитадель» данное немцами). Оказалось всё гораздо проще. В фильме под цитаделью подразумевалось бетонное здание размещённое на стратегической «высоте». Я был расстроен и разочарован поскольку Курская дуга (Цитадель) это великая танковое сражение которое я надеялся узреть, а в итоге танков так и не увидел, ну если не считать едущих «На Берлин»уже в титрах концовки.

    «Цитадель» в отличии от «Предстояния» хоть отличалась более менее понятным сюжетом. Не разорванными клочками на несколько эпизодов не связанных общей идеей, а уже всё линейно и последовательно. Конечно были моменты как то рождение ребёнка во время бомбёжки колоны грузовиков. Что этим хотел сказать Михалков? Что и во время войны и смерти вокруг появляется жизнь? Что ангел-хранитель оберегает маленькое чудо с рождения и всех кто рядом? Выглядело всё здорово, но только зачем? В общем одни вопросы.

    Сам же Никита Михалков так и не отошёл от образа сера Генри Баскервиля. Я в том плане что мне действительно нравилось весёлое и слегка чудаковатое поведение героя Конан Дойля, но зачем же точно так же вести себя в роли Генерала армии СССР? Эти смешочки и ужимки совсем не соответствовали ни образу ни тем переживаниям который перенёс Котов. Эпизод с бандитами на перроне вокзала тоже «порадовал». Это что, Михалков решил показать что он ещё тот боец? Тоже мне, смесь Росомахи и Фреди Крюгера со своими когтями.

    В целом мне не нравится сама манера того как Никита Михалков показывает войну. Согласно его видению у нас на фронте воевали одни алкаши, сумасшедшие, моральные уроды и всё это прикрывают заград отряды. Остальных просто как стадо сгоняли бод пули словно пушечное мясо. Даже в тылу ворюги и бандиты. Я не понял, а где герои войны то? Где тот героизм с помощью которого мы победили? Смотришь на это всё и тоска находит. Котов-Михалков один герой которого пули не берут и который ничего не боится. Одним словом Батя.. ну хорошо хоть тут не Царь.

    Ну и конечно нельзя не отметить граничащую с безумием развязку фильма, а именно штурм Цитадели. Это что такое было? Ода славянскому фарту и халяве? Вот если бы была номинация Оскар за самую глупую концовку то я даже не сомневаюсь что её завоевал бы фильм Никиты Михалкова. Ну нельзя же так разочаровывать то зрителя.

    Фильм не войдёт в список классики кинематографа, скажу больше, его даже навряд будут показывать в день победы потому как есть много более достойных, как то действительно Великие фильмы о войне Леонида Быкова.

    4 из 10

    17 июня 2011 | 17:00

    Всё, что можно сказать про фильм, уже сказали. Ни добавить, ни прибавить. Но я всё же попытаюсь.

    Собственно, весь фильм нашпигован невнятными образами и символами от Н. Михалкова. Мне удалось лишь некоторые распознать, хотя за точность не ручаюсь. Все эти символы определяют внутреннюю логику ленты. Многим показалось, что вторая часть «Утомленных солнцем-2» логичнее первой, но это небольшой самообман. Если бы Н. Михалков показал «Цитадель» раньше «Предстояния» — ничего бы не изменилось. «Цитадель» казалась бы слабосвязанным бредом, а «Предстояние» вполне целостной. Просто те идеи, которые были в первой части, во второй тоже имеются, и зритель примерно уже понимал, чего ждать.

    А смысл таков. История Котова и его дочери — это своеобразная история поиска человеком пути к Богу. А придя к Богу, по мнению Михалкова, нужно жить по его законам, главный из которых — это смирение. Котов во время Гражданской войны совершил много греховных дел, вот ему и пришла расплата в лице Мити. Митя сам не безгрешен, потому свой крест получил в конце фильма. Главное — это принять божью кару достойно, без ропота. Ибо смирение — это путь искупления. Нужно осознать, что всё «в руце божьей» и спокойно отдаться ей: что должно быть — того не миновать, а лишние действия, в том числе и геройства, могут привести только к ухудшению ситуации. Потому, в отличии от персонажа Мерзликина, Котов и не стал возражать против того, что их бросают в лобовую атаку на цитадель. А Надя взяла и остановила машину во время бомбежки, надеясь, что, если Бог решил, то они и так спасутся, а нет — так и рыпаться бессмысленно. А глупый советский народ подумал, что это младенец их спас, потому и назвал его Иосифом.

    Упомянутый выше эпизод очень показательный. Людей спас Бог, но русские люди подумали на младенца и назвали его в честь Сталина. То есть происходит такая смысловая подмена: надо Бога благодарить за спасение (и победу), а они вождя. Этот эпизод развивает мысль Михалкова о том, что война — это искупление русского народа за сталинизм (и коммунизм, видимо, тоже). В общем-то данная идея уже давно витает в РПЦ и периодически озвучивается. В фильме многое указывает на то, что люди воспринимают Сталина богом. Но он не бог. Иосиф Виссарионович отправил Котова командовать смертниками, надеясь связать его кровью. Но Котов соединил долг и совесть, отдав себя в руки божьи. И Боженька всех спас. Т. к. воля Бога сильнее воли Сталина.

    Здесь весьма примечателен образ резинового изделия, которое Котов постоянно мнет в руках. Это я про игрушку, резинового аиста. Это символ человеческих жизней, которые «даже во время войны продолжают делать». Сталин думает, что Котов игрушка в его руках, но на самом деле все мы игрушки в руках Всевышнего.

    Ещё одна, идущая сквозной нитью, тема фильма — это величие некоторых и серость прочих. «На войне (считай и в жизни) есть люди важные и неважные. Мы с тобой — неважные». Так говорит Котов в штрафбате. Раз мы неважные — нужно с этим смириться. Но сам-то Котов верит в то, что он важный. Потому и крякнул довольно, получив назад награды и звание, — «Так то!». Собственно, сам он на белом коне, а остальные -… «существуют, что бы вы почувствовали собственное величие».

    Но Котов (Михалков) в своем величии близок к народу: с урками базарит, на свадьбе баб лапает, и в окоп спуститься не боится. Потому что настоящий лидер должен быть с людьми, впереди всех идти на неминуемую смерть, принять предначертанное вместе со всеми. Красиво и благородно. В реальной жизни Михалков, конечно, вовсе не собирается отказываться от мигалки и с простыми смертными ездить в метро. Так что цену всего сказанного в фильме уже можно определить.

    Ещё Михалков так исподтишка пнул русскую интеллигенцию в образе родственников Маруси. Они сетуют на то, что живут при «тотальном терроре», потому что ванну не могут принять, когда хотят. Но генеральского пайка пожрать-то никогда не откажутся. Естественно, смиренный Котов, знающий жизнь изнутри, на их фоне выглядит более выигрышным.

    В финале Михалков нам как бы намекает, что Котов таки подорвался на мине. Концовка фильма выглядит уж больно сказочной: Котов со всеми сподвижниками, как Гендальф с эльфами, уходит на запад, что, собственно, у Толкиена было метафорой смерти. Но, по правде, я больше согласен с М. Трофименковым: «Героев действительно убили ещё в 1937 году, а все последующее — их предсмертный бред».

    ЗЫ. Тема сисек опять не раскрыта. Показали сосок Толстогановой и чуть-чуть грудь Анны Михалковой. Зато был стриптиз в исполнении Меньшикова.

    10 июля 2012 | 03:08

    «Утомлённые Солнцем — 2: Цитадель» стал не просто фантастическим провалом талантливого режиссёра. Эта картина стала ярким социальным явлением, которое колоритнее всех политиков продемонстрировало нам уникальность современной исторической ситуации. Когда внутриМКАДовская «элита» столь сильно отдалилась от народа, что теперь существует в своей собственной реальности. Даже несчастные школьники, которых сгоняют на очередной кинопродукт этой «элиты», пользуются партизанской практикой своих дедов и начинают подозрительно исчезать ещё по пути на сеанс. И как можно было ожидать чего-то экстраординарного от Михалкова? Если этот партийный активист, заявляющий о всенародной любви к своей особе, так активно избегает выражения этой самой любви, что заблокировал комментарии на своём канале на YouTube. А дабы избежать физического проявления этой самой любви и вовсе носится по столице на скорости не ниже 50 км/ч.

    Исходя из столь длительного вступления, говорить об историчности ленты просто невозможно. Само начало обескураживает, так как зрителю демонстрируется специально изобретённая режиссёром боевая единица вермахта — снайпер-пулемётчик (!). А что касается бесконечного информационно-одиозного допинга по поводу «секретных документов» и различных «архивов», то мало-мальски образованному человеку ясно, что это всего лишь ещё один маркетинговый ход. Не брезговал же мэтр административным ресурсом и самовосхвалением («Великое кино» — к примеру). И всё же как можно выразить всю провальность ленты на ниве истории и оскорбительную риторику автора в сторону офицерства, да и самих наших солдат? Как ни странно, но на этот вопрос нам отвечает сам Михалков. Сквозь ворох язвительных оправданий и самовозвеличивания, что сделало фигуру режиссёра ещё более стереотипно-комичной, я расслышал фразу «новое видение». На бытовом уровне — это, когда бывшие партработники становятся новоиспечёнными батюшками. А вот на политическом — это старый добрый анекдот.

    Вручил Сталин Хрущёву два письма: «Станет худо — откроешь первое, станет совсем плохо — второе». Стало худо, Хрущёв вскрыл первый конверт — «вали всё на меня». Хрущёв развенчал культ личности. Стало совсем плохо, открыли второй конверт — «садись и пиши письма».

    В данный момент я вижу последствия открытия первого письма.

    Логика рецензии требует описания сюжета. Но это мало того что сложно, ещё и бессмысленно. Хронометраж так растянут, а логика происходящего так неадекватна, что описание 15 минут фильма займёт часа 2 чтения. Весьма показателен отрывок между возвращением Котова домой и участием вышеозначенного в свадебной церемонии, похожей на грязную пьянку. Этот отрывок перенасыщен действом: ссоры, драки, секс, драки, пьянка… «Приключения Гекльберри Финна для взрослых».

    Образ Сталина просто унылый. Мои ожидания мефистофельского злодея были слиты мгновенно. Тем паче все надежды на психологический ребус этого персонажа к концу эпизода сводятся к анекдотичному — «не псих, просто дурак». При этом и без того благородно изображённые фашисты начинают выигрывать, хотя бы логичностью своих действий.

    Самая же «эпичная битва» не только не подчиняется логике, но и примитивно скучна. И, когда порывы встать и закричать — «что это за…» — просто заслоняют все попытки проанализировать фильм, зритель машет рукой и, тихо ругнувшись, уходит.

    Операторскую работу на фоне бездарного действа оценить сложно. К концу фильма она кажется вообще неважной — как это ни странно. То же самое и с музыкальным сопровождением, несмотря на то, что композитор — легендарный Эдуард Артемьев. И что случилось с голосами героев? «Злой Сталин» набил им рот картошкой?

    Спецэффекты, разумеется, хороши для голливудских фильмов категории «В». От мысли о сумме бюджета на этом фоне становится жутковато.

    Фильм откровенно бездарный во всех смыслах. Более того он просто мерзкий. Чувство брезгливости от сальных рож не покидало до финальных титров. А откровенная ложь о войне и какое-то холопское любование фашистским порядком… Увы. Он когда-то был великим режиссёром…

    12 июня 2013 | 23:45

    Никита Михалков обещал снять фильм с альтернативным взглядом на войну. Но тут «Остапа понесло» и фильм вышел не об альтернативном взгляде на войну, а о войне в альтернативной вселенной.

    В этой вселенной у СССР существует только два вида войск: штрафники и заградотряды. Штрафникам не дают оружия, а заградотряды, очевидно из принципа, не стреляют по немцам. Не удивительно, что всю войну на себе приходится тянуть православным комарам, паучкам и мышке-штирлицу. Немцы в фильме предстают образцом гуманности — они стреляют по русским сквозь слёзы, о особо чувствительные во время стрельбы отворачиваются и закрывают глаза.

    Кстати, очень удобная отмазка — я не палач, я отвернулся! — а то, что отдал приказ всех убить, то это не существенно. Представьте, если так на суде будут защищаться убийцы. 99% придётся отпустить.

    Но мы отвлеклись. В этой вселенной, хотя война и идёт уже четыре года, в европе ничего не знают о зверствах фашизма, и ей предполагается открыть глаза фотографиями 15 тысяч убитых. В этой вселенной нет другого способа справится с дезертирами, кроме как демонстрацией тех же фотографий с намёком: вот когда до вас доберёмся…

    И наконец здесь можно умирать так же часто и безболезненно как и Кенни в «Южном парке».

    Вся правда в том, что этот фильм не о войне. Как можно в фильме о войне длительностью в 2,5 часа войну показывать только полчаса, а боевые действия всего минут 15? Это фильм о Котове, о его взаимоотношениях с друзьями и врагами, о его семье и близких людях. Мелодрама. Именно здесь проглядывает тот самый настоящий Михалков, которого мы все знаем и любим. И если бы он сосредоточился только на этом, отбросив всю эту псевдовоенную составляющую, то мог бы получится отличный фильм.

    Другой вопрос — надо ли снимать фильмы о таких людях, как Котов? Как следует из этого же фильма Котов только то и делал, что убивал других — топил баржи с белогвардейцами, травил крестьян газом, а сейчас не моргнув глазом браво берёт под козырёк и ведёт 15 тысяч человек на убой.

    Как мелодрама:

    5 из 10

    Как фильм о войне:

    1 из 10

    7 июня 2011 | 01:09

    После неудачи с фильмом «Противостояние», вызванной, по моему мнению, сиюминутной слабостью Михалкова, можно с уверенностью сказать: новый фильм удался! «Цитадель» — по-настоящему художественное кино, кино с большой буквы!

    Действие картины продолжает сюжетную линию, начатую автором в предыдущих частях трилогии. Кажущаяся поначалу дробность повествования является жертвой, принесенной автором основной цели картины. Пытаясь показать зрителю, как отлученный от веры безбожным правительством народ, потихоньку осознает свою невидимую связь с Богом и преображается к концу картины. Художественный замысел автора вполне оправдан той целью, которую он неуклонно преследует на протяжении всего фильма.

    Возможно, не искушенному зрителю, может показаться, что драма, разворачивающаяся перед нами, является искажением действительности, и подобные факты не могли иметь место в истории нашего Отечества. Но я хотел бы предостеречь его от скоропалительных выводов и напомнить, что художественное произведение — это не реконструкция реальных событий, а отношение автора к ним, отображенное через череду действий, которые могли бы произойти в определенных условиях. Автор картины с изящным мастерством выразил его, и с высокой художественной силой показал образ народа, победившего в самой кровавой войне за всю историю человечества.

    В силу своего возраста, Михалков не мог являться участником исторических событий, показанных в фильме. Как и большинство из нас, автор имеет представление о Великой Отечественной войне лишь из прочитанного или кадров кинохроники. Он не претендует на достоверность тех или иных исторических фактов, а лишь высказывает свое отношение, к когда-то происходившему. На мгновение прервите нить, связывающую нас с реальностью, и попытайтесь представить картину тех далеких событий, я почти уверен, что она будет еще более сюрреалистичной, чем та, которую демонстрирует нам автор.

    Кажущаяся простому обывателю череда случайных событий преследующих героев картины, в глазах верующего человека предстает ни чем иным как Божественным Провидением помогающим людям, переосмыслившим свою жизнь, раскаявшимся в собственных злодеяниях и вставшим на путь нравственного очищения. Это и комар, спасающий бойца от смерти и новорожденный Иосиф. И бабочка, преследующая Демона-Митю — пытающаяся напомнить о себе душа (бабочка по-гречески «психея»), которую он, в конце концов, убивает. И крестик на спинке паука, промелькнувший в одной из заключительных сцен картины — это не что иное, как Крест Христа, вставшего на защиту Своего народа, но ставший могильным для врага, посягнувшего на наше Отечество.

    Нельзя не отметить великолепную актерскую игру. Совместными с режиссером усилиями им удается добиться по-настоящему объемных персонажей. Выразительные, живые герои фильма, заставляют поверить в их реальное существование, сопереживать им и радоваться каждому благополучному разрешению драматических ситуаций, предлагаемых автором.

    Ценность художественного произведения заключается в попытке передать личные переживания, в желании донести до зрителя собственные мысли, которыми нельзя не поделиться. Было ли, что сказать автору, интересно ли зрителю его вИдение, я считаю, что да. Это, пожалуй, лучший отечественный фильм за последние годы, а если иметь в виду фильмы о войне — то лучший фильм нового времени, снятый человеком. не являвшимся участником исторических событий. Я давно не испытывал таких эмоциональных переживаний, как во время просмотра картины. Смех, слезы, горечь, отчаяние — вот не полный список тех чувств, которые переполняли меня, когда я наблюдал за происходившим на экране.

    «Цитадель» — это своего рода исповедь автора, прошедшего в наше смутное время через множество искушений, и надо отдать ему должное, сумевшим не потерять, в отличие от многих из нас, связь с реальностью и последняя его работа яркое тому подтверждение.

    С возвращением, Никита Сергеевич!

    10 из 10

    29 мая 2011 | 14:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 525 руб.
    подробнее

    Новости


    Во всем мире национальные киноакадемии определяются с тем, какую картину отправить в гонку за «Оскаром» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». КиноПоиск рассказывает, что нужно будет сделать российскому «Сталинграду», чтобы попасть в число претендентов, и изучает кандидатов из других стран. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Внимательный зритель заметит в титрах фильма „Август. Восьмого“ непривычные для отечественного кино имена: Майкл Лернер, Роберт Бимер и Дэннис Вирклер никогда еще не работали над российскими лентами. Мы поговорили с американскими специалистами о том, почему они приняли участие в создании картины и какова их оценка финального продукта... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Откуда-то издалека начинает приближаться страшный гул, от которого дрожит земля. Ваня и Котов поворачивают головы в сторону нарастающего гула. В солнечном мареве появляются какие-то четырехугольники, парящие в небе (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Уик-энд 13-15 декабря в европейском прокате. «Пустошь Смауга» покорила почти всю Европу. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Идеальный голос 2Pitch Perfect 269 216 890
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road45 428 128
    3.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron38 859 900
    4.Красотки в бегахHot Pursuit5 722 488
    5.Форсаж 7Furious Seven3 648 980
    15.05 — 17.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road276 554 999
    2.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron40 328 317
    3.Одной левой35 313 855
    4.А зори здесь тихие...14 113 092
    5.Мисс ПереполохShe's Funny That Way10 580 193
    14.05 — 17.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 564 656187 649
    Деньги429 331 800 руб.79 708 042
    Цена билета274,39 руб.20,49
    14.05 — 17.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    160.Тренер КартерCoach Carter8.167
    161.Октябрьское небоOctober Sky8.166
    162.Шерлок ХолмсSherlock Holmes8.165
    163.12 стульев8.165
    164.Человек-слонThe Elephant Man8.164
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.77%
    2.ВозвращенецThe Revenant97.11%
    3.Боги ЕгиптаGods of Egypt96.43%
    4.Отряд самоубийцSuicide Squad96.43%
    5.МакбетMacbeth96.32%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Территория33
    С любовью, РозиLove, Rosie38
    Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water26
    ОдержимостьWhiplash223
    Дневник памятиThe Notebook546
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.556
    Земля будущегоTomorrowland6.529
    Однажды
    Век АдалинThe Age of Adaline7.536
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.680
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    премьеры