всё о любом фильме:

Утомленные солнцем 2: Цитадель

год
страна
слоган«Ни шагу назад!»
режиссерНикита Михалков
сценарийНикита Михалков, Александр Новотоцкий, Владимир Моисеенко, ...
продюсерНикита Михалков, Леонид Верещагин, Алексей Балашов, ...
операторВладислав Опельянц
композиторЭдуард Артемьев
художникВладимир Аронин, Татьяна Ткаченко, Константин Грязев, ...
монтажСветолик Зайч
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
$45 000 000
сборы в России
зрители
Россия  206.2 тыс.,    Украина  19.8 тыс.,    Турция  1.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время157 мин. / 02:37
Своей искалеченной судьбой заплатил комдив Котов за восстановление доброго имени. Он возвращается в дом, воспоминания о котором давали ему силы все эти страшные годы. Но то, что ждало в этом доме, его потрясло. Все изменилось, его хрупкий мир рухнул. Котову снова придется сражаться. За свое имя, за свою честь, за свою любовь, за свою Цитадель…
Рейтинг фильма
IMDb: 4.00 (1125)
ожидание: 32% (9589)
Рейтинг кинокритиков
в России
36%
5 + 9 = 14
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Это второй фильм Никиты Михалкова, в котором говорится одна и та же фраза: «Ссать и родить — нельзя погодить» (в фильме «12» эту фразу говорит герой Валентина Гафта, в фильме «Утомленные солнцем: Цитадель» эту фразу говорит солдат на 41 минуте фильма).
    • В сцене, где комдив навещает свою жену, Митя в определенный момент играет на пианино главную тему фильма «Сибирский цирюльник», режисером которого также является Никита Михалков.
    Трейлер 02:33
    все трейлеры

    файл добавилCommon..Rock

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1883 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Без предыстории и просмотра 2х предшествующих фильмов понять что к чему, откуда и куда, зачем и почему, составить общую картину происходящего не получится. В прокат вышло полноценное продолжение истории Котова.

    Для тех, кто скептически относится к работе Михалкова, стоит отметить: просмотр и третьей части «Утомленных солнцем» не принесет положительных отзывов.

    Для ценителей русской истории, серьезных чувств, патриотов и просто людей, не черствых душой, фильм обязателен для просмотра. Как ни странно, но ни один зритель не уйдет после сеанса только с чувством горечи или опустошенности. Все эмоции смешиваются в одну и становится сложно отличить ваш личный отзыв.

    Сцены, связанные с семьей легендарного комдива, чертовски задевают за живое, а так часто обсуждаемая сцена с грудью дочери (из 2 части) была только началом описания русской души, ведь наш менталитет всегда считался непредсказуемым и непонятным. Как говорят иностранцы, «загадочный». Продолжение национального характера — в сцене с родами, когда в момент бомбежки машин с ранеными, беременная от немца русская женщина понимает, что пришел ее час. Но нет! прошла беда, родился мальчик, вокруг трупы и ужас, а солдаты празднуют рождение мужика. Вот оно наше русское, как говорится, с корабля на бал. Момент на минном поле и встреча отца с дочерью — самая эмоционально сильная. Юмор в фильме не подкачал.

    Режиссерская работа заслуживает самый высокий балл, операторская — еще выше. Все сцены сняты кропотливо, продуманы костюмы, мимика. Персонаж Михалкова выше всяческих похвал! Музыкальная тема радует все больше и больше. Фильм не для каждого зрителя. Копайте глубже.

    Лично для меня Михалков — герой, остался поднимать наш кинематограф и не бросил русское искусство. Он прекрасный актер и талантливый режиссер. Его картины патриотичны и человечны.

    Только вот заключительной мелодией хотелось услышать именно ту самую, про солнце.

    9 из 10

    12 мая 2011 | 15:25

    Никита Михалков обещал снять фильм с альтернативным взглядом на войну. Но тут «Остапа понесло» и фильм вышел не об альтернативном взгляде на войну, а о войне в альтернативной вселенной.

    В этой вселенной у СССР существует только два вида войск: штрафники и заградотряды. Штрафникам не дают оружия, а заградотряды, очевидно из принципа, не стреляют по немцам. Не удивительно, что всю войну на себе приходится тянуть православным комарам, паучкам и мышке-штирлицу. Немцы в фильме предстают образцом гуманности — они стреляют по русским сквозь слёзы, о особо чувствительные во время стрельбы отворачиваются и закрывают глаза.

    Кстати, очень удобная отмазка — я не палач, я отвернулся! — а то, что отдал приказ всех убить, то это не существенно. Представьте, если так на суде будут защищаться убийцы. 99% придётся отпустить.

    Но мы отвлеклись. В этой вселенной, хотя война и идёт уже четыре года, в европе ничего не знают о зверствах фашизма, и ей предполагается открыть глаза фотографиями 15 тысяч убитых. В этой вселенной нет другого способа справится с дезертирами, кроме как демонстрацией тех же фотографий с намёком: вот когда до вас доберёмся…

    И наконец здесь можно умирать так же часто и безболезненно как и Кенни в «Южном парке».

    Вся правда в том, что этот фильм не о войне. Как можно в фильме о войне длительностью в 2,5 часа войну показывать только полчаса, а боевые действия всего минут 15? Это фильм о Котове, о его взаимоотношениях с друзьями и врагами, о его семье и близких людях. Мелодрама. Именно здесь проглядывает тот самый настоящий Михалков, которого мы все знаем и любим. И если бы он сосредоточился только на этом, отбросив всю эту псевдовоенную составляющую, то мог бы получится отличный фильм.

    Другой вопрос — надо ли снимать фильмы о таких людях, как Котов? Как следует из этого же фильма Котов только то и делал, что убивал других — топил баржи с белогвардейцами, травил крестьян газом, а сейчас не моргнув глазом браво берёт под козырёк и ведёт 15 тысяч человек на убой.

    Как мелодрама:

    5 из 10

    Как фильм о войне:

    1 из 10

    7 июня 2011 | 01:09

    «Предстояние», вышедшее на экраны год назад, вызвала бурю зрительских негодований и обрушила на себя такой шквал критики, который, пожалуй, и вызвал столь негативное отношение как к продолжению фильма, так и к творчеству Михалкова в частности. Причем, большую часть раздражения вызвало не столько то, что режиссер снял плохое кино, сколько за какие большие деньги он это сделал. Лично у меня первая часть «Утомленных солнцем — 2», вызвала очень неоднозначные чувства. С одной стороны фильм представлял из себя действительно сумбурную картинку из каких-то нарезок о войне, и часть цен (тот же пресловутый показ женской груди умирающему танкисту), вызывали, мягко говоря, недоумение, если не сказать, раздражения, с другой же стороны, несмотря на раздробленность сюжета, и кучу ляпов и ошибок, фильм вышел запоминающимся и все же заслуживающим внимания. Но как не крути, после столь оглушительного провала «Предстояния» у «Цитадели» просто не было не малейшего шанса на успех. Но будем объективными и рассмотрим фильм, как есть, без оглядки на прошлую часть, на бюджет, на личность режиссера, а просто как художественное произведение.

    Так вот, к великой чести Михалкова, в «Цидатели» он преподносит нам несколько приятных сюрпризов. В частности, фильм уже вовсе не представляет из себя сумбурный «винегрет» из нескольких зарисовок о великой войне, а, наоборот, на мой взгляд, вполне логичное плановое повествование с весьма напряженным сюжетом и умело вставленными драматическими сценами. Более того война как таковая отошла на задний план, цены сражений показаны только в начале и конце фильма, основную же его часть занимает рассказ о нелегкой судьбе главного героя. Здесь, конечно, можно было бы поругать Михалкова за самолюбование, покорить за генеральские погоны «себе любимому», и даже за лихую удаль его геройства, но раз уж договорились оценивать фильм без оглядки на личности, то делать этого не будем.

    «Цитадель» фильм хоть и о страшной войне, но получился он, как это не странно, весьма позитивным. Очень символично выглядит, скажем, показанная сцена свадьбы безногого, но очень счастливого солдата в исполнении Павла Деревянка, или роды женщины в грузовике во время страшной бомбежки. Теперь режиссер, вместо страшных кадров войны с разбросанными кишками бойцов, преподносит внутренний мир героев, умело разбавляя драматические моменты комическими.

    Конечно, еще одним недостатком картины можно считать вольное толкование истории войны, на самом деле часть сцен смотрится даже комично, и наверняка ничего общего не имеет с реальными событиями, но не будем забывать, что речь идет все-таки о художественном фильме, вымысел в котором является неотъемлемой частью. На самом деле, ведь никто же не ругал Тарантино, за то что он в «Бесславных ублюдках» начисто переписал историю 2 мировой войны, взорвав Гитлера в кинотеатре. Конечно, осознаю, что Михалков не Тарантино, а «Цитадель» фильм совсем другого плана, причем с претензией на «великий фильм о великой войне», и должен хотя бы немного придерживаться исторической действительности. Но тем не менее, вновь повторяясь о том, что рассматриваю кино без малейших оглядок, лично я такое вольное толкование именно в контексте художественного фильма, вполне допускаю, хотя, безусловно в некоторых местах, иногда и хочется воскликнуть «Сказка».

    Из плюсов фильма отмечу отличный монтаж, великолепную операторскую работу, работу гримеров и костюмеров, да и собственно актерская игра, совсем не подводит. Опять таки, можно заметить излишне гордое «красование» Михалкова (особенно в сценах с генеральскими погонами), а учитывая, что в «Цитаделе» комдив Котов является выходит на первый план повествования, отодвинув на задний план даже дочь (которой в этой картине отведено гораздо меньше времени, чем в предыдущей), и на протяжении фильма в целом. Но отбросив зависть и всякие попытки оценки личностей, делать этого не буду. Отмечу лишь, что некоторые сцены (например, непонятно зачем не выпускаемая из рук Котова, резиновая игрушка- пищалка), вызывают недоумение. К сожалению, в полной мере тайна железной перчатки комдива так раскрыта и не была. Один раз он мастерски воспользовался ей, но далеко не в ключевой момент фильма, так что считать ее удачным режиссерским ходом, пожалуй, не стоит. Также, легкое недоумение вызывают и скажем сцены полета комара, бабочки, паучка с паутинкой на прицеле винтовки немецкого снайпера, или мышки, уж очень вовремя вильнувшей хвостиком. Но лично я придираться к этому не стал, и посчитал, скорее за оригинальность съемки, чем за раздражающие излишества.

    Тем не менее, подводя итог, могу сказать, что, несмотря на ряд недостатков, посмотрел я фильм с интересом, считаю его вполне достойным завершением истории комдива Котова, и положительных моментов во время просмотра лично я увидел гораздо больше чем отрицательных. А посему, рискуя быть обруганным и освистанным, ставлю фильму

    8 из 10

    8 мая 2011 | 11:24

    Итак, перед очередной годовщиной Победы в Великой Отечественной войне Никита Сергеевич Михалков выпустил на свет Божий продолжение своего прошлогоднего монстра и снова посвятил его своему отцу-фронтовику. Знаете, кабы я имел отца-фронтовика, то, наверное, посвятил бы ему что-нибудь хорошее. Или хотя бы что-нибудь получше. Ну никак не ещё один антисоветский говно-фильм.

    В своём отзыве на Предстояние я жаловался на то, что мало боевых действий а те что есть сделаны ужасно. Так же там были претензии к фактической части, выражались сомнения в психическом здоровье создателя фильма, имелись вопросы к актёрской игре главных исполнителей и всех остальных. Должен сказать, что, видимо, слова мои прочитал Сам и все эти замечания учёл. Не верите? Сейчас докажу буквально по пунктам.

    Мало боевых действий а те что есть омерзительны: Никита Сергеевич смирился, что делать батальные сцены он совершенно не умеет и рано тявкать на лавры Сергея Бондарчука и Стивена Спилберга. Поэтому в фильме ровно один бой, который проходит в самом начале минуть за 7-8. Потом максимум, что вы увидите, это бомбёжка автоколонны и всё. Большой бара-бум, который происходит в конце, боем, с моей точки зрения, назвать сложно. Кстати говоря, непосредственно советские солдаты в фильме убивают ровно одного немца, в то время как немцы наших кладут десятками за милую душу.

    Претензии к фактической (исторической) части: тут, если честно, сложнее. Я не такой крупный специалист, который с первого же просмотра выявит все неточности в форме, технике, деталях и так далее. Более того, ведь для этого фильм, или его отдельные моменты, нужно пересматривать, а я теперь на это соглашусь только за деньги (не меньше стоимости билета). Но, тем не менее, вот какая заковыка. Примерно к концу фильма выясняется, что время действия где-то около сентября 1943 года. До этого герой Меньшикова говорит Котову, мол, как он сказал Сталину, что без таких как Железная Рука войну им не выиграть. Однако позади Сталинград и Курская дуга, немцы отступают. Управились бы уже и без него. И возникает дополнительный вопрос: без каких «таких» как Котов? Где в фильмах показывается какой бывший комдив замечательный командир и организатор? Где он по ходу саги, до вручения генерал-лейтенантских погонов, результативно руководит людьми, добиваясь успеха и доказывая что он генерал (пусть и бывший), а не хрен с горы? Нигде. Максимум, что можно надоить, это несколько «советов бывалого». В общем на большее, чем сержант, комдив не тянет. Тем более, по ходу повествования выясняется, что легендарен комдив не смелыми манёврами и сокрушительными победами, а карательными акциями.

    Сомнения в психическом здоровье создателя фильма: не долго думая, в данном пункте Никита Сергеевич решил быстро вывести меня из состояния сомнения в состояние полной убеждённости. Да, мы имеем дело с больным человеком, который остро нуждается в помощи. Либо надо выкрасть Барина из поместья, поместить его в Центральный архив министерства обороны и заставить читать архивы за еду, либо я сам поменяюсь с ним местами и все будут в плюсе: Михалков на историческом факультете узнает что существует такая наука как история да и вообще о существовании Науки, Разума и Логики, я же на его месте ничего не буду снимать и вся Россия будет от этого в плюсе. Прямо сказать, я просто не имею сил описывать всю шизоидность сюжета Цитадели (особенно семейно-тыловые коллизии). Здесь, образно говоря, полный комплект — пьяные генералы, забрасывание немцев трупами, заградотряды шмаляющие по своим, людоед Сталин, суки НКВДшники, цивилизованные европейцы. Вдобавок ко всему, чему нас кормят уже многие годы, прибавилось несколько новинок — рождение плода русско-германского союза под бомбёжкой (и назвали его Иосиф Виссарионович, блин), уничтожение опорного пункта немецкой обороны из-за паучка, пулемёт с оптическим прицелом, распевание песен на минном поле, гражданские на фронте вооружённые палками, представление пары бетонных коробок на холме как несокрушимой обороны. Всё это такой бред (и дай Бог если это половина примеров идиотизма), что хочется схватиться за голову и убиться прямо в кинотеатре. Или нажраться в хлам, по примеру большинства героев фильма, потому что бухают в «Утомлённых солнцем 2: Цитадель» везде и по каждому поводу. Честное слово, к концу фильма складывается впечатление, что русский человек по Михалкову это закусывающая алкашня, играющая на аккордеоне или баяне, не знаю. Даже Сам перед атакой выдуть пару фляжечек спиртяги в одно рыло не брезгует.

    Вопросы к актёрской игре: если в большинстве случаев в Предстоянии она была просто невыразительной (часто омерзительной), то на сей раз Никита Сергеевич, чтобы данный вопрос меня больше не волновал, актёрскую игру убрал на хрен в самом начале и до самого конца не доставал. Похвальная забота, но заместо этого он поставил — крики, визги, вой, кривлянья, показывания языком, выпучивание глаз. И не разберёшься, то ли перед тобой маститые актёры которым не повезло с режиссурой, то ли специально обученные свиньи? А может пьяные клоуны?

    Однако если вы думаете, что в фильме есть только плохое, то ошибаетесь. Хотя нет, не ошибаетесь. Те две секунды, в ходе которых замученный зритель думает что Котов подох, не в счёт. Это всё-равно полный, абсолютный провал. История — неинтересная, предсказуемая. Сюжет — неинтересный, идиотский. Всё то, что хотел показать и рассказать Михалков посредством «Утомлённых солнцем» как по мне просто ложь, чушь собачья, помноженная на бред сумасшедшего. Очередной плевок в сердца и душу всем, кто ценит жертву советского народа. Очередное неуважение к людям, сокрушившим нацизм. Очередной пример страшной, удушающей, иррациональной ненависти к умершему государству и умершим людям. И посему закончить этот отзыв можно, процитировав себя же самого:

    «В итоге мне стыдно. Мне стыдно за то, что в стране, победившей когда-то коричневую чуму, сняли такой фильм. Мне стыдно перед своими предками, которых полили дерьмом, и я ничего не могу сделать тому гаду, который это осуществил. Мне стыдно перед каждым живым и мёртвым фронтовиком, по той же самой причине. Мне стыдно перед своими детьми, которые увидят это, перед поколениями, которым суждено расти под ливнями грязи и потоками говна, извергаемыми всем, кому ни попадя, на нашу с вами Победу.

    Я даже представить себе не могу, что такого плохого сделали Михалкову советские солдаты, что он их вот так вот. Никита же Сергеевич, если он так видит и понимает войну, недостоин ни звания Гражданина, ни Человека.

    Ни одной долбанной оценки этот фильм не достоин.»

    6 мая 2011 | 17:03

    За лесами, за морями,
    За пятьсот кусков рублями
    Михалковская артель
    Сколотила «Цитадель»…

    «Народное творчество с просторов Интернета»

    Родила царица в ночь
    Не то сына, не то дочь;
    Не мышонка, не лягушку,
    А неведому зверюшку».

    А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

    Я не буду здесь говорить о нестыковках сюжета, идеологическом вреде фильма, о его исторической и документальной безграмотности или откровенных ляпах-об этом уже сказано много. Давайте поговорим об очередной уловке Михалкова спасти свое детище…

    После полного прошлогоднего фиаско в Каннах и оглушительного провала в родном Отечестве «Предстояния», Н. С. Михалков кардинально пересмотрел концепцию своей дилогии и решил объявить ее артхаусом, то бишь-артхаус в основе своей не преследует коммерческой выгоды и ориентирован на малую аудиторию. Хотя в прошлогодних многочисленных интервью весьма нескромно позиционировал «великий фильм о великой войне» как «ответ Стивену Спилпергу» и утверждал, что он снимался «для нынешней молодежи». Если принять это определение Никиты Сергеевича для «Утомленных солнцем-2» то непонятно, КАК МОЖНО НА АРТХАУС потратить $50 млн? Съемки артхауса малобюджетны… при таком бюджете Эдем Ларса фон Триера был бы сплошь из пород ценных деревьев и вместо бунгало красовался бы родовой замок английского аристократа, Луис Бунюэль прикупил бы для «Дневной красавицы» кусок Репербана и кормил свою «…Буржуазию…» черной икрой с коллекционным шампанским, а Звягинцев (вообще бюджет фильма $0,4 млн) передал бы для России после съемок «Возвращения» какой-нибудь остров на Багамах. С этой точки зрения Михалков напоминает незадачливого художника-авангардиста выставившего на биеннале (да простят мне натурализм, но в УС-2 его гораздо больше) золотой унитаз, отделанный бриллиантами с замороженным куском нечистот и задумчиво размышляющего, зажав нос, около своего «шедевра»: «А как же мне ЭТО представить?».

    Но давайте, все таки, попытаемся принять точку зрения Никиты Сергеевича и посмотрим, какое же авторское кино нам демонстрирует Михалков, всю жизнь снимавший фильмы в стиле реализма, где и снискал заслуженную славу. Сторонники Никиты Сергеевича пытаются растолковать, «непонятливому» зрителю, упорно убегающему из залов кинотеатров, что Михалков показывает духовное возрождение Котова, некогда расстреливавшего священников, травившего газами крестьян и т. д. и т. п. и в конце-концов через страдания, понявшего всю преступность своей прошлой жизни и поэтому сейчас готового нести «свой крест». Но если набраться терпения и затратив пять с половиной часов (что-то много для артхауса) все таки посмотреть УС-2 полностью, то ничего подобного в фильме не найдешь. Тот самый народ, за который готов страдать Котов, представлен в фильме как народ-дурачок: пьяный, оборванный, растерянный, вполне в стиле артхауса, мечущийся с кроватными сетками на спине, низменно заглядывающий под женские юбки, взрывающий мосты вместе с беженцами, обгаживаемый «благородными» захватчиками с высоты птичьего полета и т. д и т. п. То, что русский народ туп, глуп и вечно пьян Михалков показал со всем ему присущем блеском и талантом-это ему удалось вполне реалистично и никаким артхаусом здесь и не пахнет.. Ну а как же с новым мессией, понявшим через страдания свое предназначение? КАК ОН ЕГО СПАСАЕТ? Да никак… Он что, спас этот народ под Москвой, продемонстрировав свое мессианское предназначение (да и таланты комбрига в придачу) в противовес дуракам-командирам? Ничуть… народ превратился в окровавленную гору мяса, а мессия совсем не пострадал. Он что, запротестовал против приказа генерала-самодура об атаке Цитадели и «раскрыл глаза народу-дурачку» на преступность этого приказа? Да ничуть… напротив, убегая от своего «вечного врага» Мити, он увлекает за собой весь батальон и губит его, а сам остается цел и невредим. Может быть, он отказался выполнить приказ людоеда-Сталина, предпочтя «пострадать за народ», но спасти его? Да ничуть… он хватает дрын, и ведет этот самый народ на убой ВМЕСТЕ С СОБОЙ. (Позволю «лирическое отступление»… на мясокомбинатах держат специального козла-провокатора: его назначение-успокоить и увлечь за собой стадо обезумевших от страха овец и повести их на убой. Вот в такой неблаговидной миссии и выступил в данном случае Котов). Так где же его мессианство, скажите на милость? В роли мессий выступают совсем иные, какие-то СЛУЧАЙНЫЕ силы и факторы: это и жучки-паучки-мышки, которых уже не лягал только безногий, солнечный луч и очки, действительно СПАСШИЕ НАРОД, увлекаемый Котовым на смерть, но отнюдь не новоявленный мессия, каким тщится представить Михалков комбрига Котова.

    Так что, усилия представить «Утомленные солнцем-2» как некий глубокомысленный артхаус, есть ничто иное, как попытка уйти от ответственности за создание откровенно провального и слабого во всех отношениях фильма.

    Искренне жаль, что талантливый режиссер, сняв такой «невнятный» фильм становится в «третью позицию» и начинает доказывать, что фильм гениален, а неблагодарный зритель его просто не понимает. Творческие неудачи бывают у всех и в этом нет ничего страшного, но вот утверждения, что «Критики моего фильма для меня — трупы!» (интервью КП от 19 мая) очень и очень не красит автора-уж слишком много получается этих «трупов».

    1 из 10 (и то слишком много)

    11 июня 2011 | 14:13

    Фильм велик, велик не столько спецэффектами, сколько взаимоотношениям людей на экране. Продолжая и завершая свою серию из трёх фильмов, Михалков делает ещё один шаг к успеху, невероятно красиво завершая это киноэпопею. Мне понравился этот фильм, я безо всяких размышлений ставлю ему высший бал. Знаю, что немало претензий есть у тех, кому, откровенно говоря, фильм не понравился или просто отвратителен. Посему хочу напомнить этим многоуважаемым дамам и господам о том, что каждый фильм рассчитан на своего зрителя и если вы хотели увидеть какой-то повтор зарубежного экшен-фильма с множеством взрывов и «главными словами», которые перед самой смертью говорит один из ключевых персонажей, то я вынужден вас огорчить — такого вы здесь не увидите. Всё, что вы увидите здесь — это великолепную игру актёров, привязанность к каждому кадру фильма и невероятный интерес к событиям, происходящим в картине. Невероятный для тех, кто потерял веру в отечественный кинематограф, и, сам того не понимая, преклоняющийся, в большей степени, перед кинематографом зарубежным. Я считаю, что никогда не поздно признаться себе самому в этой «любви». Также напоминаю всем, что этот фильм не исторический, а основанный на действиях войны, поэтому не стоит искать в нём исторических реалий, хотя немалая часть ужасающих и, казалось бы, маловозможных реалий войны в нём присутствует.

    Хочется отметить, что, без сомнений, Михалков как режиссёр и как актёр, я думаю, приобрёл немаленький опыт. Не берусь предположить, сколько времени было потрачено на съёмки, но скажу, что каждый кадр, каждая сцена была отточена до мелочей, проработана на высшем уровне. Честно говоря, я не ожидал такого поворота сюжета, который был в фильме и это меня удивило, что справило на меня лишь приятное ощущение. Я благодарю Михалкова за эту великолепную киноэпопею!

    Смотрел я фильм со своим папой и двоюродным братом. Им обоим он тоже очень понравился, и мой папа, после просмотра, сказал мне одну очень мудрую фразу: «Если тебе очень сильно нравится фильм, то не стоит обращать внимание на всякие там рейтинги». И, знаете, я теперь сам так считаю, что рейтинг это не главное, главное, как ты воспринял этот фильм.

    Напоследок хочу всех поздравить с Праздником Великой Победы. С 66-летием окончания Великой Отечественной Войны!

    10 из 10

    9 мая 2011 | 12:57

    Фильм зацепил. Здесь есть именно то «фирменное», «михалковское», за что мы его и любим — чувства на вылет, психологизм, символизм.

    Цитадель получилась глубже, чем Предстояние, несмотря на те же грехи — лубочность, сказочность сюжета, повторение автора и некоторые стандартные приемы.

    Муся здесь истерит так, что начинаешь морщиться, герои постоянно играют в игры со смертью — любимый прием режиссера, он то кидает их в ад, то возвращает в рай (Котова в дом) — и все это как ни в чем не бывало, будто и не было мясорубки стольких лет. На экране герой Михалкова ведет себя точь в точь как в первом фильме.

    Некоторые сцены сюрреалистичны (атака с палками), некоторые основаны не на здравой логике, а на чудесной случайности — промысле Божьем. Пусть так, это творчество, а не документ, можно простить.

    Но здесь есть еще чему верить. Любовь дочери к отцу написана пронзительно чисто, драматические моменты здесь исполнены мастерски. Если у вас есть сердце, вы едва ли удержитесь от слез на этом фильме..

    Никита Сергеевич верен себе, как бы кто к этому ни относился. Это хороший фильм «по-михалковски».

    8 из 10

    8 мая 2011 | 14:06

    Не оскорбление памяти ветеранов, но метафора русского ада

    Продолжение


    (начало в рецензии на «Предстояние»)

    … Можно долго говорить о недостатках Никиты Михалкова как человека и о различных недостойных причинах, побудивших его снять продолжение истории пятнадцатилетней давности; но, во-первых, ранее уже было отмечено, насколько Михалков не умеет правильно подать самого себя, а во-вторых, в «Цитадели» настолько минимизировано эго ее создателя, насколько это вообще возможно в его случае.

    Финалу трилогии удивительным образом удается заставить зрителя воспринимать Котова как героя отдельно от Михалкова как актера — возможно, именно в силу того, что сюжету в ней уделяется больше времени. Это логично: когда герой существует вне развития фильма, как то было в «Предстоянии», он — не герой. Но если персонаж является органичной частью повествования, со своими сюжетными функциями и своим развитием, то проблема идентификации Михалкова-Котова если и не исчезает, то очень умело маскируется. Не Михалков, но Котов бежит от ужаса, когда к нему в окоп спускается посланник Дьявола-Сталина Митя, чтобы забрать с собой. Не Михалков, но Котов оказывается в конечном счете на аудиенции у повелителя загробного мира. Не Михалков, но Котов мучительно ищет пути из войны ада, ниточки к новой жизни.

    Вот только «Цитадель» эту новую жизнь разоблачает буквально с первых кадров — рождения комара. Скользкая, прозрачная, мерзкая тварь, которая, едва раскрыв крылья, поднимается над болотом и залетает в окоп с грешниками, чтобы найти себе жертву, присосаться к ней. Жизнь появляется и в следующей сцене, которая с самого начала фильма дает мощный образ рождения новой России: серый плод, рожденный безымянной матерью, изнасилованной чужаком-немцем; ребенка принимают окровавленные грязные солдаты под свист пуль и грохот взрывов и нарекают его в честь Дьявола Иосифом Виссарионовичем. Рождение радостно отмечают песнями под гармонь и мочеиспусканием за борт грузовичка. А за бортом трупы, трупы, трупы…

    Пути к жизни из ада и далее уходят в тупики. Пытаясь спастись с помощью Маруси, Котов через пограничную линию между реальностями — кладбище и реку — возвращается на дачу из первых «Утомленных солнцем». Возвращается, чтобы увидеть не людей, но призраков былых друзей и родственников, которые на следующий день уезжают в никуда и хоть куда-нибудь на поезде, оставив дома пьяную старушку. В отчаянии Котов пытается найти жизнь среди толпы, навести физические мосты к искалеченной жизни вокруг, но тщетно: камера наблюдает за бывшим комдивом через стекло черного воронка, где его дожидается Митя, планшет от Дьявола и генеральская униформа.

    В этот момент проявляется неожиданная честность Михалкова по отношению к своему персонажу, который, хотя и воспринимается отдельно от него, но все же несет в себе его черты — стало быть, Михалков в определенной степени демонстрирует честность и по отношению к самому себе. Дьявол-Сталин избрал его своим слугой, причем избрал с самого начала («Мы тебя посадили, чтобы в нужный момент выпустить») и не просто так, а за былые грехи: на гражданской войне Котов зарубил шашкой священника, укрывавшего белых, затем руководил расстрелами и травил газом тамбовских крестьян. Теперь же Котов должен стать исполнителем иной его жуткой воли — повести в атаку пятнадцать тысяч душ и положить их всех под бесовской Цитаделью в знак того, что «у нас теперь только одна дорога, дорога к победе». В знак безропотного подчинения верховной власти Дьявола. И Котов безропотно подчиняется, становясь невольным, вернее даже, безвольным инструментом абсолютного зла — не самый лестный образ для человека, который всегда играл царей, баринов и премудрых присяжных.

    И все же — возможно, в силу старых привычек — Михалкову сложно быть честным до конца. Котов проявляет готовность взять на себя грех, первым вставая из окопа и с дубиной в руках направляясь в сторону крепости, таким образом поднимая за собой всех сомневающихся бойцов, но Михалков-сценарист так и не позволяет ему, собственно, согрешить. Планы Дьявола буквально подрываются из-за серии случайностей и при непосредственном участии солнца — абсолютная чушь с точки зрения логики сюжетосложения, но совершенно оправданный эпизод в глобальном символическом подтексте «Утомленных солнцем». Ведь там, где есть Дьявол, должен быть и бог, а солнце — классический божественный образ, к тому же значительно менее грубый, чем настойчиво лезшая в глаза православная атрибутика «Предстояния».

    Именно к солнцу в поисках спасения обращает глаза Котов в последних кадрах основного сюжета «Цитадели», завершающегося сильнейшей по эмоциональному воздействию сценой встречи отца и дочери на минном поле. Разумеется, она во многом состоит из известных мелодраматических клише, но они полностью теряют свой мелодраматизм, когда Котов одними лишь словами болезненно долго возвращает свою Наденьку в безопасность шаг за шагом, а для уверенности приказывает ей петь их общее танго «Утомленное солнце». Известная мелодия вдруг становится не просто лейтмотивом фильма, но гимном солнцу-богу, свету, положительной энергии — спасению из ада, как бы оно ни называлось.

    И спасение, как кажется, приходит в эпилоге. Жизнь спасена, речь возвращена, смерть принята и побеждена. И радостно звучит танго, пока танки уходят вдаль, к возможной победе.

    И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят…

    Танго больше не звучит — его сменил обреченно-грозный марш Эдуарда Артемьева. Солнце скрылось за тучами, и больше оттуда не выйдет. Война продолжается, ад бесконечен, и выхода из него нет.

    Эпилог картины без пяти минут гениален и вдруг показывает Михалкова во всей его прежней режиссерской мощи, которой неспособны повредить ни упреки критиков, ни пустые зрительные залы, ни финансовый крах, ни даже глупое поведение самого Михалкова, который на эту блестящую сцену дает титры, не желая утомлять зрителя излишне интеллектуальным и «артхаусным» кадром. Но именно этим он многое и портит!

    «УС2», являясь по своей концепции фильмом авторским и, безусловно, интеллектуальным, смонтирован как мейнстримный боевик про войну, потому что именно так Михалков его намерен продавать. Он все показывает, причем в крупных планах. Он подключает Артемьева в сценах, не требующих музыки. Он не избавляется от убогих компьютерных самолетов. Зачем? Затем, что в его понимании словосочетания «интеллектуальное кино» и «маленькие сборы» тождественны, а снимать фильм за сорок миллионов долларов в расчете на маленькие сборы ему не позволило бы самолюбие. Пусть даже в конечном итоге получилось только хуже.

    И все же, при всей своей неоднозначности, при всех дурновкусных режиссерских решениях, фильм говорит многое и о самом Михалкове, и о России, и о русских людях. Не ветеранах войн конкретного прошлого, но вечных соседях, друзьях, начальниках и товарищах. Именно это надо помнить и ценить.

    5 июня 2011 | 12:47

    Могут ли художественные фильмы ответить на интересующие нас вопросы? Или они предназначены для бесцельного времяпровождения? Я бы разделил фильмы на две категории: 1)поучительное кино; 2)мыло, помогающее отключить мозги после трудного дня. Трилогию «Утомленные солнцем» я бы причислил к обеим категориям. Чему я смог научиться из поучительной части, т. е. каким жизненным опытом я обязан Михалкову? Пожалуй, самым значимым является его взгляд на мотивацию к жизни. Подчеркну особо — его взгляд! До просмотра трилогии, особенно последней части, «Цитадели», у меня был свой особый взгляд на ценность моей жизни. У меня с годами выработалась своя собственная система ценностей и в трудные моменты моей жизни, например когда моя жизнь висела на волоске, меня хотели убить, я черпал из этого душевного источника волю к продолжению борьбы, желанию жить. Это я и называю мотивацией к жизни. Так вот главной заслугой Михалкова считаю то, что он показал мне свой взгляд на мотивацию к жизни. Котов — это сильная личность, его силища кроется в том, что он связан с родиной тысячей душевных нитей. Порви одну, вторую или десять нитей, останется еще сотни которые будут удерживать его на плаву, спасать от отчаяния и не дадут ему превратиться в животное. И это при том, что он атеист, т. е. ему не присущ религиозный фанатизм. Про таких говорят, что они «соль земли» или, что они самые, что ни не есть «настоящие человеки». По собственному опыту знаю, что таких людей мало, ну может один на тысячу. Мой дед десять лет с 37-го года работал в ГУЛАГе на лесоповале в богом забытом местечке недалеко от нынешнего Чегдомына. Попал он туда по политическому доносу как «вредитель». После того как был освобожден в 47-м еще пять лет испытывал муки голода, несмотря на то, что лопал все подряд. Когда в 53-м Хрущев амнистировал всех политзаключенных, что за праздник был у него в душе. Он прожил трудную жизнь, вырастил здоровых крепких детей и это был человек с могучей мотивацией.

    Я думаю, что Михалков правильно сделал, что показал войну по своему и не стал копировать Спилберга, Кубрика, Бондарчука и т. п. Превращать кино в мясорубку, с кучей разорванных трупов, кишок, говна, червей и мух сейчас сможет каждый. Только кто это будет смотреть? Мне, испытавшему на своей шкуре эту грязь, особого кайфа это не доставит, скорее чувство тошноты. Молодым, ни разу не бывшим в говне — это только добавит ночных кошмаров и неуверенности. В общем, мир лучше не станет, если в кино дотошно, с точностью до мелочей покажут технологию убийства. Брат моего прадеда служил кавалеристом в первую мировую и рассказывал как однажды на лошади он подскочил к немецкому пехотинцу и одним махом срубил ему голову. Голова как кочан капусты отлетела в кусты, а тело еще несколько минут стояло, наводя недоумение на убийцу. Даже если этот эпизод и покажут в кино во всей красе, то что это даст? Женщины повизжат, мальчики подергают носиком.

    Монолог Сталина о «воспитании нации» в финальной части, на мой взгляд, является краеугольным камнем, который формирует общую идею. Поскольку Сталин и Гитлер есть две стороны одной медали, то как тут не вспомнить монолог Гитлера: «… Во время войны было бы целесообразным собирать вместе неудачные особи и направлять их в такие места, где нужно только пушечное мясо и не требуется особых индивидуальных качеств». Я уверен, что и Гитлер и Сталин испытывали во многом схожие проблемы. Гитлеру нужно было заставить немецкий народ двигаться на восток, Сталину надо было заставить советский народ двигаться на запад. Две цивилизации столкнулись: европейская и полуазиатская. На одного убитого немца пришлось десять убитых советских людей. Почему? Сто тридцать лет прошло со времен вторжения Наполеона, а общая картина не изменилась. Наверх, на высшие руководящие посты попадают мерзавцы, гнильё в моральном плане. Вместо дорог существуют только направления, и всякое передвижение превращается в бесконечное дорожное траханье. Тыловые крысы пополняют народонаселение не так быстро, как это может сделать безногий калека — фронтовик. Опять драпали до самой Москвы. Опять у них во время боя идет счет количества единиц оружия и амуниции, а у нас считают количество душ, способных поймать свинец. Трехлинейки стоили копейки, было изготовлено порядка десяти миллионов винтовок. Уверен в том, что ни у одного работяги дома не было ни одного ствола нарезного оружия. Сейчас проведи опрос населения: сколько автоматов АК есть у кого? Изготовлено более шестидесяти миллионов АК, а у русского Вани дома его нет. Ему не положено. Автомат стоит тысячу вшивых баксов, он предмет номер один в миллионах семей по всему свету, но только не в России.

    Когда я смотрел впервые «Цитадель», сцену с черной пехотой, когда музыкантам и прочей интеллигенции даже водки не дали, я весь съежился внутри, задрожал. В такое гавно страшно попасть даже сидя в кинозале. Страшнее расстреливаемых детей на барже, я ожидал увидеть мечущихся в панике и безумии мужиков. И это бы не принесло мне удовольствия, только страдания. Ведь я русский человек. Тот на кого весь мир сейчас показывает пальцем, вот мол пьяница и свинья. Но в отличии от свиньи я хотел бы умереть с гордо поднятой головой и глядя убийце в глаза.

    Немцы в фильме — это нечто особое. Дурной фриц на «штуке» расстреливающий детишек, фриц-пулеметчик играющий с мышкой. Ни одна из этих иллюстраций не дает ответа на вопрос: кто они были? В чем была их мотивация? И похоже на то, что Михалков специально не рассказал об этом. Возможно, что в будущем Германия сама создаст фильм рассказывающий о том, что помогало ее сынам сохранять волю к жизни и борьбе находясь так далеко от отчего дома. Что это может быть — лютая ненависть к комунякам, славянам? Такая большая потребность в землях и ресурсах? Или они просто фанатики, свято одержимые идеей, сделать большой бум? По факту третий рейх оставил после себя пирамиду из пятидесяти миллионов человеческих черепов и дал огромный толчок в развитие многих цивилизаций. «Война — это мать всех вещей» — так любил повторять Гитлер. Фильм «Утомленные солнцем» провоцирует немцев создать аналогичный киноэпос в котором будет противостояние Гитлера и Гудериана, ну еще добавят Гиммлера или Геббельса. А снимут его на киностудии «ГГГ» (три Г).

    Благодарю за показ негламурных солдатиков, за нецензурные выражения, за особый неповторимый стиль. Оцениваю фильм «Утомленные солнцем: Цитадель» на высший бал (10 из 10) и хочу, чтобы голливудское порево забыло к нам дорогу.

    5 февраля 2015 | 06:11

    «Это моя бл.. ь земля!» (с) из к/ф.

    Собственно, что такое «Утомленные солнцем 2»? Это один фильм, который из-за чересчур затянувшегося производства и неуемных амбиций режиссера получился как минимум на шесть часов проекции, вследствие чего был разбит на две части (в которые все равно влезло далеко не все). Заодно это сиквел (из общего с оригиналом имеющий только главных героев) прославленной ленты 1994 года заслуженно получившей множество наград, признание критиков, но, к сожалению, подзабытой публикой. А еще это один из самых спорных и не совсем удачных проектов российского производства.

    Если говорить о дилогии в целом (или как об одном фильме вообще), то основной проблемой является жутко затянувшееся производство, из-за чего режиссер (аза ним и вся съемочная группа) сто раз передумал как, для кого, а главное — что он будет снимать. То это драматичная военная драма в лучших традициях советского кино, то нечто вроде европейского фестивального кина с постоянными крупными планами актеров и пространственными разговорами об экзистенциальности, то попытка закосить под голливудский военный экшн в стиле «Перл Харбора», то сентиментальная мелодрама о воссоединении семьи, а то вообще зверский стеб над советской системой. А в итоге не вышло ни того, ни другого, ни третьего, а получилась какая-то пересоленная и в то же время слишком сладкая каша с сухофруктами да еще и не первой свежести, пусть и из хороших ингредиентов и с отличным поваром за плитой.

    Если же говорить о «Цитадели» как о части дилогии, то он ее не особо дополнил. Новых флешбеков и раскрытий «тайн» практически нет, а то, что и есть, то и так был вполне предсказуемо и понятно людям, смотревшим предыдущую часть. Так что если не смогли разобраться во всех сюжетных перипетиях «Предстояния», то лучшим вариантом будет просто его пересмотр (либо вообще забыть и не вспоминать). Новых сюжетных линий тоже не особо добавили, разве что дополнительно раскрыли характеры осевых персонажей (особенно комдива с его женой). Предыдущей части она еще и уступает по количеству действительно драматичных моментов (вроде практически шедевральной сцены с курсантами) как и китча (какающих немцев, голых грудей на морозе и крещения на мине здесь не будет), из-за чего лента выглядит более сбалансированной но и менее эффектной, проще говоря — серенькой.

    Если же говорить о фильме как о самостоятельном творении, то все получается вообще странно. Без знания предыдущих частей смотреть вполне можно, но все же не желательно. Смотреть на все это дело не скучно, но и особого интереса не вызывает. Местами срывается в истерику порой переходящую в треш и вызывающее полное недоумение у забредших случайно зрителей (хотя и у остальных тоже). Хотя режиссура и стиль все же чувствуется (как говорится: «Мастерство не пропьешь»), и некоторые сцены все же запоминаются. Зато жанр здесь определен более четко, чем у предшественника, явного треша уже меньше, больше упор на мелодраму и элементы… комикса.

    Да-да, по сути «Цитадель» это героический кинокомикс в духе того же «Капитана Америки» (щита из адамантиума и цветастого трико разве что не хватает) только на советский манер. Наш герой в воде не тонет, в огне не горит, мины его не берут и даже товарищ Иосиф Виссарионович (его имя, кстати, очень забавно обыграли в одной из сцен, получилось дико, но зато смешно) его явно побаивается. Есть хитрый и коварный главный злодей с не менее хитрыми приспешниками, еще есть друзья нашего героя, любимая девушка (в данном случае истеричная жена и контуженая дочка) которую надо спасти, а за ней и весь мир. Если это понять, то не самый логичный сюжет с кучей дыр и порой откровенным бредом становится вполне себе вменяемым эпик-муви с огромной долей иронии и хэппи-эндом с «намеком» на продолжение.

    Кстати о персонажах. Несмотря на большое количество действующих лиц в фильме, главный герой на этот раз один — супергерой в исполнении Никиты Михалкова, на этот раз на удивление ярко сыгравшего и переигравшего весь остальной актерский состав. Виктория Толстоганова вроде бы старается, но жутко переигрывает и порой впадает в откровенную истерику, что создает неожиданно комический эффект. Олег Меньшиков меня вообще последнее время сильно разочаровывает, здесь выглядел получше, чем в «Предстоянии», но от былых времен практически ничего не видно. Остальной народ практически не запоминается, кроме, пожалуй, Максима Суханова (никогда не узнал бы!) и Надежды Михалковой, спародировавшей Фореста Гампа.

    В итоге мы имеем забавный кинокомикс на военную тематику, довольно-таки корявый, но с большой долей иронии и мощной атмосферой. В общем, продукт сугубо на любителя, я вот оказался этим самым «любителем».

    10 мая 2011 | 18:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 525 руб.
    подробнее

    Новости


    Во всем мире национальные киноакадемии определяются с тем, какую картину отправить в гонку за «Оскаром» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». КиноПоиск рассказывает, что нужно будет сделать российскому «Сталинграду», чтобы попасть в число претендентов, и изучает кандидатов из других стран. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Внимательный зритель заметит в титрах фильма „Август. Восьмого“ непривычные для отечественного кино имена: Майкл Лернер, Роберт Бимер и Дэннис Вирклер никогда еще не работали над российскими лентами. Мы поговорили с американскими специалистами о том, почему они приняли участие в создании картины и какова их оценка финального продукта... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Откуда-то издалека начинает приближаться страшный гул, от которого дрожит земля. Ваня и Котов поворачивают головы в сторону нарастающего гула. В солнечном мареве появляются какие-то четырехугольники, парящие в небе (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Уик-энд 13-15 декабря в европейском прокате. «Пустошь Смауга» покорила почти всю Европу. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 909 332
    2.ПикселиPixels24 011 616
    3.МиньоныMinions22 933 960
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 281 950
    5.ЛевшаSouthpaw16 701 294
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels146 441 426
    2.Человек-муравейAnt-Man111 747 901
    3.МиньоныMinions100 091 872
    4.ВиселицаThe Gallows48 702 428
    5.Бумажные городаPaper Towns28 052 996
    23.07 — 26.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 023 581743 692
    Деньги505 960 504 руб.194 586 807
    Цена билета250,03 руб.3,12
    23.07 — 26.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    225.Иваново детство8.085
    226.Знакомьтесь, Джо БлэкMeet Joe Black8.084
    227.Старший сын8.083
    228.Брат 28.078
    229.АпокалипсисApocalypto8.078
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Аве, Цезарь!Hail, Caesar!93.91%
    27.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.78%
    28.Великолепная семеркаThe Magnificent Seven93.65%
    29.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.65%
    30.Раскол мстителейCaptain America: Civil War93.55%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Убрать из друзейUnfriended26
    Как прикреплены крылья к спинам ангеловHow Wings Are Attached to the Backs of Angels1
    ХулиганHellion8
    Терминатор: ГенезисTerminator Genisys281
    МиньоныMinions49
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ПикселиPixels6.309
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.736
    МиньоныMinions6.563
    Человек-муравейAnt-Man7.497
    АнтуражEntourage7.211
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 4703.09
    премьеры