всё о любом фильме:

Утомленные солнцем 2: Цитадель

год
страна
слоган«Ни шагу назад!»
режиссерНикита Михалков
сценарийНикита Михалков, Александр Новотоцкий, Владимир Моисеенко, ...
продюсерНикита Михалков, Леонид Верещагин, Алексей Балашов, ...
операторВладислав Опельянц
композиторЭдуард Артемьев
художникВладимир Аронин, Татьяна Ткаченко, Константин Грязев, ...
монтажСветолик Зайч
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
$45 000 000
сборы в России
зрители
Россия  206.2 тыс.,    Украина  19.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время157 мин. / 02:37
Своей искалеченной судьбой заплатил комдив Котов за восстановление доброго имени. Он возвращается в дом, воспоминания о котором давали ему силы все эти страшные годы. Но то, что ждало в этом доме, его потрясло. Все изменилось, его хрупкий мир рухнул. Котову снова придется сражаться. За свое имя, за свою честь, за свою любовь, за свою Цитадель…
Рейтинг фильма
IMDb: 3.90 (949)
ожидание: 31% (9607)
Рейтинг кинокритиков
в России
36%
5 + 9 = 14
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Это второй фильм Никиты Михалкова, в котором говорится одна и та же фраза: «Ссать и родить — нельзя погодить» (в фильме «12» эту фразу говорит герой Валентина Гафта, в фильме «Утомленные солнцем: Цитадель» эту фразу говорит солдат на 41 минуте фильма).
    • В сцене где комдив навещает свою жену, Митя в определенный момент играет на пианино главную тему фильма «Сибирский цирюльник», режисером которого также является Никита Михалков.
    Трейлер 02:33
    все трейлеры

    файл добавилCommon..Rock

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1814 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Хочу начать с того, что я являюсь большой-пребольшой поклонницей режиссуры и актерской игры Никиты Сергеевича. Вот поэтому-то мне и обидно. «Утомленные солнцем» — нет слов — шедевр (уже писала хвалебный отзыв), «Утомленные солнцем 2: Предстояние» — вначале вертелся вопрос «зачем?», но затем, поразмыслив, поняла, что лично для меня этот фильм по-своему также шедеврален, но теперь… Обидно.

    Зачем N1. Зачем вообще Михалкову понадобилось связывать второй, а впоследствии и третий фильм с первым? Это мое главное и давно и прочно не отпускающее «зачем». Сними вы, Никита Сергеевич, вполне себе самостоятельный фильм о войне, пускай с теми же «минусами», но вы хотя бы не «испортили» впечатление в определенной степени о первом фильме, который, надо заметить, не просто завершенная, а донельзя законченная картина.

    Зачем N2. Ладно, Михалков связал все три работы, но каким сюжетом? Что это? Какие дети у Маруси от Кирика? Почему она не с Митей (там вроде бы не обожание Котова до потери пульса было)? Митя же ее первая любовь, насколько я поняла из «Утомленных солнцем». Почему Котов после того, как герой Меньшикова сломал ему жизнь (вроде бы как и отомстил, но не все там так просто), разговаривает с ним, как со старым приятелем? Почему героиня Маруси такая истеричная и непонять чего добивающаяся женщина? Что за позорная трусость Митяя в третьем фильме? Он крут, он нереально крут, просто Чак Норрис, не верьте. А каково объяснение Сталина: «Мы тебя посадили, чтобы вовремя выпустить»? Вот так вот? А Котов кто, Ахиллес, который «останется в веках» за свой вклад в разгром Трои? Короче, «Цитадель» породила кучу вопросов, а фильма с ответами я уже не переживу.

    Зачем N3. Это «зачем» уже более личное. Зачем снимать фильм о войне, в основу которого, конечно, положена личная история, но все же, без единой баталии? Если в «Предстоянии» еще и было что-то (говорят, с обилием мяса, но это же, братцы, война!), то в «Цитадели» ну совсем крохи бовых действий. А насекомые, своими пошаговыми, выверенными действиями взрывающие целые укреппункты, по меньшей мере, заслуживают обмундирования, воинских званий и лишних минут 15 экранного времени. Вот и нашлись бы эпизоды с боями.

    В общем, положительных эмоций немного, к сожалению. Было мало Нади Михалковой — раз. А где была, там играла нераздражающе. В огромном количестве эпизодов чувтствовалась рука-таки мастера. Михалков — гениальный режиссер. Этого не отнять. В целом продукт не порадовал, но отдельные моменты просто отличные — это два (сцену со встречей отца и дочери на минном поле вообще посчитала одной из самых эмоционально сильных в кинематографе. Неплохой юмор — три. Ну и актеры, наверное. Никита Сергеевич — гений, Меньшиков (ох, и постарел, конечно, да-а-а-а) — тоже, Толстоганова как актриса — очень неплоха, жаль персонаж отвратительный. Что еще сказать? Обидно это все. Знаете, есть такая шикарная фраза маленького знакомого мальчонки, воспроизводимая им по любому поводу, но невообразимо подходящая именно к данной ситуации, — «Не надо было…»

    6 из 10

    10 мая 2011 | 16:40

    Скажу честно, не люблю Михалкова. Не люблю за то, что снимает себя и для себя. Но решила, что время предрассудков прошло и решила посмотреть «Цитадель». Теперь я не люблю Михалкова хронически. Лучше б он деньги на благотворительность отдал.

    Не спорю, актеры были хорошо загримированы, но их игра была кошмарной. Не поверила ни одному. Игра была нулевой. Диалоги либо длинные и не интересные, либо просто не интересные. Сразу видно, что Михалков снимал только себя, а остальные актеры его не волновали.

    Пытаясь привнести в фильм мистику или предзнаменования что-ли (паучок и мышка с очками), Михалков никого не удивил. Все это не складывается в единый фильм и в единую историю.

    В общем и целом фильм мне не понравился. Может если бы режиссер обращал внимание не только на себя, но еще и на окружающий его процесс было бы лучше.

    3 из 10

    11 мая 2011 | 21:36

    1. О Михалкове.

    Я давний поклонник Никиты Сергеевича Михалкова. «Пронзенный» в свое время его «Своим среди чужих…», «Рабой любви», «Неоконченной пьесой…», «Пятью вечерами», «Обломовым», «Родней» так и остался (а теперь уж точно навсегда!) его другом (смею так считать хоть бы про себя). Его (Михалковское) «Творчество и Труд» впервые породило во мне ответное решение «трудится» после «Обломова»: прочел наконец-то от начала до конца Великий Труд И. А. Гончарова и еще много чего вокруг этого, понял (наверное, как и немалое число людей в Моей Стране), что на половину я состою из Ильи Ильича (не хватает конечно той природной обломовской Доброты и чего-то еще …), а также породило законное «созидательное сопротивление» в душе: а как хорошо было бы совместить Обломова и Штольца (проще говоря, русского и немца), вот бы получился суперчеловек — Герой Того Времени…

    Позже Работа Н. С. Михалкова не раз благодатно откликалась во мне желанием трудиться: разговоры вокруг «Грибоедова» привели к тому, что неединожды перечитал «Горе от ума» и много чего вокруг этого, после чего портрет Александра Сергеевича Грибоедова стоит (в фотографической рамке) в моей спальне…

    И далее нередко было: его Творчество — мой труд: старая казачья песня «Не для меня…» — теперь моя любимая, о бывшем подъесауле Добровольческой Армии и прекрасном поэте Николае Николаевиче Туроверове много чего прочитал, его стихотворение «Уходили мы из Крыма…» одно из моих любимых во всемирной поэзии…

    Конечно, я не в «цветных» очках и видел, в чем-то Мастер ошибался, делал не так, как хотелось бы, не так как «надо» (не могу удержаться: «А судьи, кто?»): так уверяю вас у меня, например, ошибок было на порядок больше…

    2. Об «Утомленных солнцем-2. Цитадель».

    Что первые «Утомленные солнцем» — шедевр, как бы мало кто спорит…

    Но я то считаю прекрасным, если хотите Великим фильмом и вторую часть «Утомленных солнцем», в частности «Цитадель» (может позже напишу про «Предстояние»).

    Что меня в фильме радует: превосходная выстроенность каждого кадра, проработанность каждой детали, каждой мелочи. Видна огромная работа, фантастический труд по подбору и обработке каждого штриха.

    …Снайпер на дереве (условно — якут): человек «мертв», а жизнь для него, радость бытия — провел рукой по засечкам на прикладе, попал в фашиста — поцеловал винтовку… Только с такими профессионалами можно сделать великое, невероятное дело, именно: совершить Чудо — победить в Войне с «в разы» более сильным Врагом.

    Немецкий снайпер-пулеметчик в доте: мышка на пластинке, музыка — человек далеко, он «дома в Германии», что ему эта война, за чем ему эта не понятная, чужая страна. Тут его спасет только крепость. Эти детали работают, по крайней мере действуют на мое подсознание…А им несть числа…

    Актерская игра — это просто шедевр!

    Небольшие (по времени) работы: Анна Михалкова — «роженка», со страхом и любовью к жизни, ко всему живому простой русской бабы, старый солдат, принимающий роды — их бесценный жизненный опыт и помог выдюжить в войне (гениальный типаж и игра-проживание фантастическое, хоть и роль в четыре десятка секунд — надо бы узнать фамилию этого актера), «саркастический» раненый солдат в грузовике с его репликами…(Ой! Молодец!), «шпана в очках на вокзале» — человек «бог весть что» и наконец Великая Инна Чурикова — слов нет!

    Роли побольше: Павел Деревянко — безногий солдат-жених (роль — Абсолютный шедевр!), Сталин — Максим Суханов, шедевр! Офицер НКВД — С. Маковецкий, Артур Смолянинов (преданность), вдова солдата на свадьбе и другие…

    Очень хорош офицер, которому надо вести «штрафников» на штурм цитадели!

    Как всегда хорош Олег Меньшиков в роли Мити. Здесь — человек — «фатум»: ну проснулась у человека Совесть (да и война вон как повернулась).

    Просто гениальна истерика на даче и последующий переход к нежности в исполнении Виктории Толстогановой!

    Хороши эти люди на даче… жаль, нет Вячеслава Тихонова … и других…

    И те кто есть, тоже хороши…

    Великолепен Ильин!

    Ну а сам Никита Сергеевич Михалков в роли Котова — это просто бенефис Великого Актера! Он играет человека, за которым может пойти народ и победить, потому что он сам первым пойдет в «огонь» (а как за таким не пойти?). Хорошо хоть в кино такие типажи еще попадаются!

    А еще вот что мне понравилось в фильме — это передача состояния «радости со слезами на глазах», так внятно это показать мало кому по силам…

    P.S. Один фильм «из наших» (за последний год) могу только назвать — по масштабу мастерства (если хотите гениальности!), ощущению Жизни сопоставимый с фильмом Михалкова — «Кочегар» Алексея Октябриновича Балабанова!

    25 мая 2011 | 23:16

    Иногда думаеш, а может Никита Михалков стебается? Может он специально снимает полную чушь, что бы потом наблюдать, что думают о его творении как сторонники, так и противники, и втихомолку смеяться как над первыми, так и над вторыми.

    Я думая, что он просто настолько обалдел от денег, власти, признания и славы, что понемногу теряет связь с действительностью

    Уж очень фильм какой то непонятный получился, арт-хаусный. Никита Сергеевич снимает зачастую фильмы хоть и умные, но понятные и доступные, а этот какой то чересчур двоякий, если не сказать хуже. А особенно странный последний час фильма, когда происходит развязка всей «эпопеи», и когда ты не понимаешь, или это все образность такая, или просто отсутствие воображения и желания доделать фильм до конца.

    Михалков как-то сам от себя решил, что его фильм великий, и так же сам от себя он решил, что великий фильм должен быть долгим. Пять часов, включая первую часть, длится череда невероятных, почти фантастических событий, в которых вращаются легендарный комдив Котов, Митя, Маруся, Надя, а так же сотня второстепенных персонажей, которых играю все звезды российского кино, попавшиеся Михалкову под руку. Вникать во все это не представляется нужным, потому что это просто мыльная опера. Из этих всех приключений, злоключений, фантасмагоричных ситуаций, перипетий, парадоксов, драматических моментов, а также сорокоминутных лирических отступлений от повествования можно было бы слабать нормальный телесериал. Без издевки и преувеличения, этот фильм затянут до «не могу».

    Сюжет раздут из ничего. Жил себе Митя, жил, и тут, то ли совесть заела, то ли от скуки (у Меньшикова вообще последнее время лицо, будто ему вся жизнь-сплошная скука), решает он накануне войны спасти легендарному комдиву Котову жизнь, а заодно и его жене. Война началась очень не вовремя, потому что Митьку из-за этого прийдется спасать л. к. Котову жизнь целых три года (нафиг бы он ему сдался). И так далее, что бы не происходило, все это зависти от того, что взбредет в голову Мите. Митя захотел-завладел Марусей, захотел-л. к. Котова оправдали, захотел-Котову дали генерала, захотел-устроил Котову с Марусей одноразовую встречу. Причем все это делается как с неестественным упорством, так и с возмущающим пофигизмом: Митяй, рискуя жизнью, долго и нудно ищет по всем фронтам Котова, хотя если его убьют, то так тому и быть;. .. И так весь фильм…

    Кроме неестественности в сюжете присутствует фантастичность. Политзаключенный перекфалифицируется в штрафника, потом его оправдывают, потом он становится генералом, затем талантливым полководцем. Кирик называет его Большим человеком, подчиненные батей, Сталин с ним на ты. Короче Котов — талантливый полководец, любящий отец, слуга царю, отец солдатам, и вообще классный пацан. Жена правда ушла — ну так Толстоганова не из семьи Михалковых, поэтому она и пошла к черту, так же как и пошла к черту черная пехота, возглавляемая Михалковым в то время, когда он увидел свою ненаглядную дочурку. Так что там с черной пехотой и цитаделью? — а черт его знает, кому они нафиг нужны. Главное, что Михалков, с которым несправедливо обошлись в первой части, в двух других обретает то, что заслуживает-славу, власть и признание.

    Очень наивный и дешевый ход-это умышленно повторять моменты, которые уже были в первой части. Например, как в УС есть эпизод, где Котову заламывают руки, избивают, и он окровавленный кричит, так и в УС-2 есть эпизод, где ему так же заламывают руки, избивают, и он так же кричит весь в крови, даже выражение лица такое же. Или, как в первой части у Мити с Котовым происходит в лесу эмоциональный разговор, так же и здесь у них происходит такой же эмоциональный разговор в лесу, и даже слово «говно» произнесено с той же интонацией. Сергеич наверное думает, что повторять, это не тупо, а оригинально.

    Вопреки мнению некоторых людей, мне кажется, что ни историю, ни историчность, ни войну, ни правдоподобность цели и желания показать в фильме не было, Сталин здесь ни герой и не антигерой, и вообще ни исторической ни социальной, ни какой либо другой (кроме того, что Михалковы — самые лучшие люди), скрытой идеи в это кино не вложено. Это кино такое, каким мы его увидим в первый же раз, без понтов — простодушное, безвкусное, бездарное, тупое, наивное и наигранное. Более того, когда я слышу фразы типа «В 22 году ты приказал пустить газ на тамбовские леcа», то мне хочется плюнуть в экран. Плохо, что человек, постоянно говорящий о культуре, не имеет этических принципов.

    Подводя черту скажу, что вызывает самое большое недоумение. В этом фильме всего два нормальных вразумительных монолога — исповедь Котова, когда Митя его вел в Лес, и монолог Сталина. Все остальное, это крики, оры, истерики, мычания, мучания, мурчания, бурчания, жужжания какие-то, намеки, полунамеки, полуслова, полукрики, недокрики, подмигивания, шептания и умоляния. Это очень бросается в глаза, раздражает, и оставляет осадок недосказанности и недопонимания. Такое впечатление, что Михалков говорит: «Ребята, я уже старею, мне уже сложно четко формулировать свои мысли. Прошу вас, поймите мой фильм».

    1 из 10

    7 июня 2011 | 00:34

    После разочарования под названием «Утомлённые солнцем 2: Предстояние», смотреть завершающую часть трилогии совсем не хотелось. Чем эта часть будет лучше, если предыдущая погасила всякую надежду на то, что будет что-то достойное. Но тем не менее, я все же посмотрела «Цитадель».

    В принципе, в этой части нет ничего нового. Те же актёры, тот же сюжет, а самое главное — тот же режиссёр. По моему мнению, посмотреть данный фильм можно лишь для того, чтобы узнать чем всё закончится и встретится ли уважаемый комдив Котов со своей дочерью. Не правда ли, утешающий результат? Да, конечно, картине «Цитадель» вообще ничего не светило, ведь все были разуверены «Предстоянием». Но, как мне кажется, будь третья часть второй, число обманувшихся было бы гораздо меньше. В отличии от «Предстояния», «Цитадель» меньше задевает тему войны, здесь делается акцент на родительских отношениях. Трагедия Котова более интересна зрителям, чем взгляд Михалкова на войну.

    Я своей точки зрения насчёт «Утомлённых солнцем 2» не поменяла, но тем не менее, после просмотра заключительной главы, становится более понятно чего добивался Никита Сергеевич. Он хотел показать не ужасы войны, а драму жизни Котова. Что потеряв всё, он также предан своей Родине, до сих пор сражается за свою страну. Не война для людей была столь злостна, а война для комдива была такой. Но зритель, увидев столь непонятную первую часть, отнесёт это как плевок в душу всем ветеранам. Михалков очень просчитался.

    Потому, могу сказать, что данное произведение лучше предыдущего, но хуже первой части. Я не могу сказать, что «Цитадель» гениальна, оригинальна или даже хороша. Гораздо ниже среднего. То есть, получается, что «Утомлённые солнцем» давно забыты и потеряны, и неприятный осадок останется уже навсегда. Меня терзают смутные сомнения, что Никита Сергеевич постарел и разучился снимать хорошие фильмы. Но талант потерять нельзя, потому пожелаем ему вдохновения и творческих успехов. А если к Михалкову не придёт достойная идея, пусть лучше совсем не снимает.

    Вывод: Картину можно посмотреть только если Вам уже довелось видеть предыдущий фильм. Наград и похвал «Цитадель» не заслуживает. Потому если Вы рьяный поклонник творчества Михалкова, смотреть киноленту не советую.

    Спасибо за внимание.

    5 из 10

    9 июля 2011 | 17:30

    Хочу сказать, что фильм получился никакой. Да, были действительно сильные моменты, например — игра Толстогановой и Ани Михалковой. Но, пожалуй, всё затмевается скомканным, непонятным, с нераскрытыми образами сценарием.

    1. Техническая сторона — 10 баллов

    Мне очень понравилось как фильм был снят. Операторская работа, умение удержать массовку, декорации, костюмы — всё это на высоте. Окопы, в которых ползают главные герои в начале фильма очень добротно выкопаны, а грим на лицах каждого актера наложен очень правдоподобно. Видно, что люди старались, но к большому сожалению, они не имели четкого представления ради чего все эти потуги.

    Игра актеров — 6 баллов.

    Может актеры и замечательные собрались в проекте, но не все из них обладают профессиональным качеством отделять свой образ от образа персонажа. Михалков играет самого себя, от Котова из первого фильма остались крупицы. Меньшиков как всегда переигрывает, что обуславливается неумением отделить себя от Чацкого/Костика/самого себя (ненужное вычеркнуть). Надя кричит, бегает, прыгает и не умеет правильно выговорить слова из сценария, так что часть из её реплик мне не понятна. Но надо отдать должное — Надя кое-как старалась. Виктория Толстоганова была отрадой глаз моих во время всего этого балагана. Пожалуй, только она одна смогла сыграть четко и как надо.

    Сценарий — 3 балла

    А вот тут просто трагедия. Я затрону сценарий не только Цитадели, но и всего фиьлма в целом под названием УС — 2. Михалков в необыкновенном порыве эгоцентризма подмял под себя все сюжетные линии и в «инсепшном» конце показал себя самого Б-гом, который испепеляющим взглядом и разинутым ртом уничтожил Цитадель. Михалков может плести чушь про образы, фольклорность, про всякие там метафизики, но его речи были бы актуальны и похвальны, если бы хоть один образ или сказка была раскрыта в сюжете.

    Итого — 6 баллов

    Писать много букв о Цитадели нет смысла, этот фильм — плод фантастического эгоцентризма. Надеюсь, что Никита Сергеевич когда-нибудь осознает свою ошибку и в скором времени реабилитируется с фильмом по рассказу Бунина.

    5 мая 2011 | 18:31

    Всё, что можно сказать про фильм, уже сказали. Ни добавить, ни прибавить. Но я всё же попытаюсь.

    Собственно, весь фильм нашпигован невнятными образами и символами от Н. Михалкова. Мне удалось лишь некоторые распознать, хотя за точность не ручаюсь. Все эти символы определяют внутреннюю логику ленты. Многим показалось, что вторая часть «Утомленных солнцем-2» логичнее первой, но это небольшой самообман. Если бы Н. Михалков показал «Цитадель» раньше «Предстояния» — ничего бы не изменилось. «Цитадель» казалась бы слабосвязанным бредом, а «Предстояние» вполне целостной. Просто те идеи, которые были в первой части, во второй тоже имеются, и зритель примерно уже понимал, чего ждать.

    А смысл таков. История Котова и его дочери — это своеобразная история поиска человеком пути к Богу. А придя к Богу, по мнению Михалкова, нужно жить по его законам, главный из которых — это смирение. Котов во время Гражданской войны совершил много греховных дел, вот ему и пришла расплата в лице Мити. Митя сам не безгрешен, потому свой крест получил в конце фильма. Главное — это принять божью кару достойно, без ропота. Ибо смирение — это путь искупления. Нужно осознать, что всё «в руце божьей» и спокойно отдаться ей: что должно быть — того не миновать, а лишние действия, в том числе и геройства, могут привести только к ухудшению ситуации. Потому, в отличии от персонажа Мерзликина, Котов и не стал возражать против того, что их бросают в лобовую атаку на цитадель. А Надя взяла и остановила машину во время бомбежки, надеясь, что, если Бог решил, то они и так спасутся, а нет — так и рыпаться бессмысленно. А глупый советский народ подумал, что это младенец их спас, потому и назвал его Иосифом.

    Упомянутый выше эпизод очень показательный. Людей спас Бог, но русские люди подумали на младенца и назвали его в честь Сталина. То есть происходит такая смысловая подмена: надо Бога благодарить за спасение (и победу), а они вождя. Этот эпизод развивает мысль Михалкова о том, что война — это искупление русского народа за сталинизм (и коммунизм, видимо, тоже). В общем-то данная идея уже давно витает в РПЦ и периодически озвучивается. В фильме многое указывает на то, что люди воспринимают Сталина богом. Но он не бог. Иосиф Виссарионович отправил Котова командовать смертниками, надеясь связать его кровью. Но Котов соединил долг и совесть, отдав себя в руки божьи. И Боженька всех спас. Т. к. воля Бога сильнее воли Сталина.

    Здесь весьма примечателен образ резинового изделия, которое Котов постоянно мнет в руках. Это я про игрушку, резинового аиста. Это символ человеческих жизней, которые «даже во время войны продолжают делать». Сталин думает, что Котов игрушка в его руках, но на самом деле все мы игрушки в руках Всевышнего.

    Ещё одна, идущая сквозной нитью, тема фильма — это величие некоторых и серость прочих. «На войне (считай и в жизни) есть люди важные и неважные. Мы с тобой — неважные». Так говорит Котов в штрафбате. Раз мы неважные — нужно с этим смириться. Но сам-то Котов верит в то, что он важный. Потому и крякнул довольно, получив назад награды и звание, — «Так то!». Собственно, сам он на белом коне, а остальные -… «существуют, что бы вы почувствовали собственное величие».

    Но Котов (Михалков) в своем величии близок к народу: с урками базарит, на свадьбе баб лапает, и в окоп спуститься не боится. Потому что настоящий лидер должен быть с людьми, впереди всех идти на неминуемую смерть, принять предначертанное вместе со всеми. Красиво и благородно. В реальной жизни Михалков, конечно, вовсе не собирается отказываться от мигалки и с простыми смертными ездить в метро. Так что цену всего сказанного в фильме уже можно определить.

    Ещё Михалков так исподтишка пнул русскую интеллигенцию в образе родственников Маруси. Они сетуют на то, что живут при «тотальном терроре», потому что ванну не могут принять, когда хотят. Но генеральского пайка пожрать-то никогда не откажутся. Естественно, смиренный Котов, знающий жизнь изнутри, на их фоне выглядит более выигрышным.

    В финале Михалков нам как бы намекает, что Котов таки подорвался на мине. Концовка фильма выглядит уж больно сказочной: Котов со всеми сподвижниками, как Гендальф с эльфами, уходит на запад, что, собственно, у Толкиена было метафорой смерти. Но, по правде, я больше согласен с М. Трофименковым: «Героев действительно убили ещё в 1937 году, а все последующее — их предсмертный бред».

    ЗЫ. Тема сисек опять не раскрыта. Показали сосок Толстогановой и чуть-чуть грудь Анны Михалковой. Зато был стриптиз в исполнении Меньшикова.

    10 июля 2012 | 03:08

    Фильм «Утомленные солнцем 3: Цитадель» произвел на меня неоднозначное впечатление. Вообще мне очень понравился эпизод с обстрелом колонны раненых в грузовиках и родами под свинцовым огнем и бомбежкой. Каждый кадр выверен, отточен до блеска, ни одной секунды лишней, ни одного ненужного и неоправданного движения в кадре. Каждая мимика, жест героев в грузовике пронзительно правдив, реалистичен — это плевок роженицы, и шутка солдат и вопрос, наш ли ребенок или немцы снасильничали, и даже писание через борт. Жизнь во всех ее проявлениях, не прикрытых стыдом, смущением, неловкостью — просто война обнажила все и показала открыто, при всех. Очень проникся я духом свадьбы, на которой волей случая оказался комдив Котов. Здесь, как и всегда у Михалкова, каждый кадр выхватывает кусок Настоящей, не экранной жизни, я словно бы очутился там, и душа пела и плясала с теми людьми, искалеченными войной и оттого еще сильнее ощущавшими вкус жизни через простые человеческие радости — и поцелуй с незнакомым мужчиной, и песни под гармонь, и счастье безногого жениха.

    Однако не все поступки героев были мне понятны, в чем причина — во мне или в фильме? Возможно все станет на свои места при повторном просмотре. Мне показались неубедительной сцена, где Сталин дает указание Котову относительно взятия Цитадели. Били ли на самом деле Черные батальоны? Или это собирательный образ пушечного мяса, которое использовалось и в Великую Отечественную? Также очень психологична, глубока сцена атаки цитадели этими самыми черными войсками, которые должны умереть, чтоб кому-то что-то доказать и показать с жесткого распоряжения вождя всех народов. Но в то же время, на мой взгляд, она несколько фантастична, особенно ее результаты. Хотя, конечно, главный герой в фильме это незатейливый паучок, вовремя появившийся, вовремя кого надо отвлекший, что и повлекло за собой непоправимое и очень фантастическое действие. Надеюсь, это не будет воспринято, как спойлер. Думаю, что такая сцена атаки Цитадели была призвана показать, какими иной раз, а скорее всего, и не раз, чудовищными были приказы командующих дивизий, фронтов, да и кого повыше. Не зря говорят — войну выиграли не умением, а числом.

    Эпизод с самодуром генерал-майором, пьяным жирным боровом, отправляющим штрафников на смерть, чрезвычайно важен, жуток и до боли реалистичен — сколько вот таких горе-вояк знала Россия с древнейших времен! На основе вот таких правдивых, сильных сюжетов, которых очень много в обоих фильмах «Утомленные солнцем 2», можно понять какой ценой, в каких условиях мы победили. Визуальное восприятие не заменят никакие книги и устные рассказы. Много жуткого было в войну, во что и поверить сложно, поэтому и говорят Михалкову — придумал ты все от своего великого эгоизма. Бабушкин дядя рассказывал, вернувшись с войны, что когда они лежали в окопах под Москвой в 41ом, им вместо боеприпасов, которых не хватало, в самый момент боя привезли ящики, а там оказались гвозди. Вот и воюй как хочешь! Разве об этом можно замалчивать и считать, что только «Ура!», да «Полундрой» фашизм победили.

    Опять же очень реалистично показана сцена, так сказать, «из грязи в князи» или «кто был никем, тот станет всем и наоборот». Подчиненный чекиста становится начальником, а сам чекист подписывает свою смерть под протоколом никогда не дававшихся им показаний. Кто видел фильм, тот поймет, каких героев я имею в виду. Так и было. Ягода на посту наркома внутренних дел (или как там у них назывался главный по Лубянке), сменил Ежов. Ягоду расстреляли, как врага народа. Ежова сменил Берия. Ежова расстреляли как врага народа. Берию тоже расстреляли, но потом. Вот так история в фильме Цитадель живет, хоть и не показывают никого из исторических персонажей, кроме Сталина.

    Напрягала по ходу просмотра невероятная живучесть всех героев, причем даже не было показано, как же им удавалось выжить в таком замесе! Вроде, думаешь, один Котов должен выжить по сюжету, ан нет, тут и один, второй, третий. Неправдоподобно. Ну и конечно, одна из финальных сцен на минном поле трогательна, но очень фантастична. Однако под самый конец появление на экране Чуриковой в роли старухи снова выводит фильм на высокий уровень. У нее маленькая роль, но всего в нескольких предложениях на ее примере мы видим трагедию всего народа! Очень сильная роль.

    Жаль было видеть, как в финальных титрах Михалков-режиссер опять оправдал культ собственной личности — три фамилии подряд сверху вниз — Михалков, Михалкова и еще раз Михалкова. Анна, старшая его дочь, появилась в фильме на пять-десять минут, сыграла яркую роль, но, извините, а Меньшиков неужели меньше? А другие актеры? Просто им не посчастливилось родиться в семье гения.

    Итог — фильм мне понравился, в нем действительно много от самого первого фильма «Утомленные солнцем», получившего Оскар. Всем советую смотреть.

    11 мая 2011 | 23:17

    Ох, говорил я, что писать про «Утомленные солнцем. Цитадель» нет смысла, ибо тут примерно все тоже самое, что и в «Предстоянии». Но все-таки передумал, и в честь 9 мая я решил написать пару строк про данный «шедевр» государя всея российского кино Никиты Сергеевича Михалкова. Однако сейчас я постараюсь выключить все свои патриотические взгляды, какие были в заметке про «Предстояние», и рассмотреть этот фильм с точки зрения здравого смысла, логики и непосредственно фильма.

    Мы остановились на моменте, когда героиня Михалковой-мл. показала умирающему танкисту сиськи, а Мите тем временем удается найти Котова. У его штрафного батальона две проблемы: огромная цитадель, напичканная немцами, и пьяный генерал-садист, приказывающий эту цитадель взять лобовой атакой.

    «И как с этим справится наш герой??» (группа УмаТурман, песня «Ночной Дозор»)

    Увы, но наш герой (я имею в виду Никиту Сергеевича) справился едва ли не хуже, чем в «Предстоянии» (хотя куда уж). Развитие сюжетных линий даже не хромает на 2 ноги, а ползает без ног. Да и идеологическая составляющая фильма далеко не ушла от предыдущей части. Немцы у него — добрые эльфы, русские же — либо конченые мрази в лице НКВД-шников, либо конкретные дауны (простые солдаты). И только лишь бравый штрафник Котов с его окружением белые и пушистые. Стоит так же добавить, что где-то к середине фильма великий и ужасный вспоминает, что это не просто фильм о войне, это продолжение его оскароносного детища. И добавляет тот самый дом из 1 части вместе со старыми героями. Видимо, чтобы зритель в очередной раз оплевал все вокруг.

    Сцены войны, коих тут по пальцам пересчитать, так же топорно сделаны. Все те же унылые спецэффекты, паршивая операторская работа. Прорисовка техники такая же, как в документальном цикле «Великая Война». Разница в том, что «Великую войну» не показывали в кино и она не стоит 45 млн $.

    Актерка, актерка. Никита Михалков все так же кривляется, Олег Меньшиков так же таращит удивленно глаза, Сергей Маковецкий все так же кричит, Виктория Толстоганова все так же изображает невинность, Артур Смольянинов все так же мастерски играет дауна, Дмитрий Дюжев — недотепу, Андрей Мерзликин — паникера-танкиста, Надежда Михалкова — контуженную девочку (правда в этот раз обошлось без стриптиза). Сталин Максима Суханова все так же вызывает отвращение и недоумевание. А появившийся здесь Роман Мадянов в очередной раз сыграл горлопана-алкаша (О его умении играть подобные роли мы знаем еще со времен «Штрафбата»). Короче, все тоже самое, только без Миронова.

    Собственно это взгляд на данный фильм с точки зрения логики и здравого смысла. А вот теперь подключу патриотизм. Зачем вообще надо было снимать такое антирусское кино?? На что надеялись-то?? И даже если поверить в эту историю и сказать, что здесь есть доля правды, то зачем ветеранам и школьникамв кинотеатре эту чернуху показывать? Ведь 9 мая восхваляют героизм и отвагу…

    Итого: без оценки.

    PS: Всех с Днем победы! Смотрите хорошие фильмы!

    10 мая 2014 | 14:47

    Пойти на «Цитадель» я решил давно. Так получилось, что «Предстояние» я смотрел дома и фильм мне скорее не понравился, чем понравился. Хотя первые «Утомлённые солнцем» являются настоящим шедевром, на втором Никита Сергеевич явно расслабился. Вот я и решил посмотреть чем дело кончится.

    Скажу сразу: дело кончилось хорошо, как для меня, так и для фильма и его персонажей (хотя и не для всех).

    Мои личные ощущения: я не плакал, как некоторые в зале, но и безучастным тоже не остался. Особенно сильно сердце забилось во время возвращения комдива домой. Эмоции были положительные и сильные — после фильма какое-то время не мог прийти в себя.

    Ощущения от фильма: складывается впечатление, что Михалков попытался учесть критику от второго фильма (правда, в реальности обе части снимались одновременно). Появился юмор, действительно живой и настоящий — например, когда закончились роды в машине, многие в зале смеялись. Появилось больше личных взаимоотношений, таких какие присутствовали в первом фильме трилогии. Война показана более натурально, и в то же время не такой кровавой.

    Персонажи: больше всех мне снова понравился Дмитрий Арсентьев — здесь Меньшиков показал, что и у полковника НКГБ имеется страх за свою жизнь (в сцене атаки штрафников). Другие персонажи особых внутренних изменений не претерпели. В целом игра всех актёров (между прочим самых именитых российских актёров) заслуживает очень хорошей оценки. Фальши практически не ощущалось.

    Общий итог: уверен, что «Утомлённые солнцем-2» вызвали бы у зрителей больше положительных эмоций, если бы фильм показывался сразу и вместе. Нельзя оспорить тот факт, что третья часть является завершающей и потому до конца раскрывающей всех героев. Уже поэтому фильм стоит посмотреть. Что же касается критики об оболганной истории ВОВ, о Сталине, то огрехов я не увидел, тем более что мы имеем дело не с документалистикой, а с художественным фильмом. Безусловно, если Вы имеете неискушённый голливудскими блокбастерами вкус и непредвзятый взгляд на русский кинематограф, на Михалкова и фильмы о войне, то «Утомлённые солнцем-2: Цитадель» стоит посмотреть.

    9 из 10

    12 мая 2011 | 23:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 145 руб.
    DVD, 425 руб.
    Blu-Ray, 525 руб.
    подробнее

    Новости


    Во всем мире национальные киноакадемии определяются с тем, какую картину отправить в гонку за «Оскаром» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». КиноПоиск рассказывает, что нужно будет сделать российскому «Сталинграду», чтобы попасть в число претендентов, и изучает кандидатов из других стран. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Внимательный зритель заметит в титрах фильма „Август. Восьмого“ непривычные для отечественного кино имена: Майкл Лернер, Роберт Бимер и Дэннис Вирклер никогда еще не работали над российскими лентами. Мы поговорили с американскими специалистами о том, почему они приняли участие в создании картины и какова их оценка финального продукта... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Откуда-то издалека начинает приближаться страшный гул, от которого дрожит земля. Ваня и Котов поворачивают головы в сторону нарастающего гула. В солнечном мареве появляются какие-то четырехугольники, парящие в небе (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Уик-энд 13-15 декабря в европейском прокате. «Пустошь Смауга» покорила почти всю Европу. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    50.Крестный отец 2The Godfather: Part II8.449
    51.Джанго освобожденныйDjango Unchained8.448
    52....А зори здесь тихие8.443
    53.СемьSe7en8.436
    54.Как приручить драконаHow to Train Your Dragon8.435
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.57%
    12.Прометей 2Prometheus 294.51%
    13.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For94.26%
    14.Человек из U.N.C.L.E.The Man from U.N.C.L.E.94.08%
    15.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.07%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВераVera1
    Бойцовая рыбкаRumble Fish52
    ГаннибалHannibal96
    Джон КьюJohn Q30
    В пролётеForgetting Sarah Marshall54
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.495
    ГераклHercules6.316
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.540
    Домашнее видеоSex Tape5.845
    Король сафариKhumba5.820
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    Кавказская пленница!21.08
    Если я останусьIf I Stay28.08
    премьеры