всё о любом фильме:

Утомленные солнцем 2: Цитадель

год
страна
слоган«Ни шагу назад!»
режиссерНикита Михалков
сценарийНикита Михалков, Александр Новотоцкий, Владимир Моисеенко, ...
продюсерНикита Михалков, Леонид Верещагин, Алексей Балашов, ...
операторВладислав Опельянц
композиторЭдуард Артемьев
художникВладимир Аронин, Татьяна Ткаченко, Константин Грязев, ...
монтажСветолик Зайч
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
$45 000 000
сборы в России
зрители
Россия  206.2 тыс.,    Украина  19.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время157 мин. / 02:37
Своей искалеченной судьбой заплатил комдив Котов за восстановление доброго имени. Он возвращается в дом, воспоминания о котором давали ему силы все эти страшные годы. Но то, что ждало в этом доме, его потрясло. Все изменилось, его хрупкий мир рухнул. Котову снова придется сражаться. За свое имя, за свою честь, за свою любовь, за свою Цитадель…
Рейтинг фильма
IMDb: 3.90 (985)
ожидание: 31% (9603)
Рейтинг кинокритиков
в России
36%
5 + 9 = 14
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Это второй фильм Никиты Михалкова, в котором говорится одна и та же фраза: «Ссать и родить — нельзя погодить» (в фильме «12» эту фразу говорит герой Валентина Гафта, в фильме «Утомленные солнцем: Цитадель» эту фразу говорит солдат на 41 минуте фильма).
    • В сцене где комдив навещает свою жену, Митя в определенный момент играет на пианино главную тему фильма «Сибирский цирюльник», режисером которого также является Никита Михалков.
    Трейлер 02:33
    все трейлеры

    файл добавилCommon..Rock

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1813 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сергей Котов прошёл сквозь неоднозначную всё же дилогию Никиты Сергеевича Михалкова с честью. Прошагал путь от такого почти по-чеховски домашнего очага до Берлина, прошёл дорогу миллионов советских солдат возглавляемых, прежде всего его отцом Сергеем Михалковым. Фильм посвящение — это долг Никиты Сергеевича, который он признал за собой (что уже немало для современного жителя этой страны) и отдал с процентами в виде такой редкой черты этого вашего мейнстрима, как недосказанность, возможность перевести свой мозг в режим enable. Вообще сама фигура Никиты Михалкова противоречива и непостоянна — в последнее время это проявлялось всё ярче. Я сам — ярый поклонник его фильмов (ценитель, но не фанат Михалкова) закрывал глаза на то чувство собственной важности, которое возрастало у Никиты Сергеевича всё это время и, которое всегда так недолюбливает зритель. Провести водораздел между отношением к Михалкову как к художнику и отношением к Михалкову как к первому после бога можно в итоге причислением или не причислением его к разряду художников — то есть важно отношение целевой аудитории — а аудитория у его кино прямо скажем не только «германовская». Никита Сергеевич снимает для всего населения этой страны, не делая исключений и это во многом продиктовано цепочкой — цель, средства, результат. Цель всё та же — возродить священный тройственный союз царской России добавив к нему не менее священные для человека его поколения идеалы развитого социализма ("православие, самодержавие, народность» это или же «товарищество, творчество, труд»? — произведи мы в обществе накладную интеграцию понятий этих двух лозунгов — жить по моему стало бы лучше). Средства для осуществления цели всегда нужны (и тем более, если ты вознамерился изменить чьё-либо устоявшееся понимание прошедшего), так как категорию высокобюджетности у нас ещё ни кто не отменял… Инвестиционный капкан современной киноиндустрии заманит причинно-следственной связью: высокобджетное кино — массовый зритель (а внедрять вышеуказанные идеалы в головы немногих смысла нет, ибо они там уже имеются и дают креативно-творческий PROFIT для их хозяина, но только не его страны). В итоге вложенное необходимо как минимум «отбить» даже в ситуации, если ты Никита Михалков. Никите Михалкову от этого никуда не деться и обсуждаемый фильм нещадно «пиарится» ещё до своего выхода (так часто бывает). Неподготовленный зритель идёт в кино в надежде на чудо в своей отдельно взятой жизни обывателя, а видит всего лишь кино про войну. Он не видит обещанного толпой «спасения очередного (но уже расово верного) рядового с именем», и возникшая по причине описанных обстоятельств волна праведного (иногда с пивом) гнева мешает таки жителю этой страны попытаться хотя бы разглядеть в Никите Сергеевиче художника, автора и просто хорошего человека. Я ставлю господина Михалкова в один ряд с товарищем Калатозовым, но я их не сравниваю, я не даю пищу для пустой полемики. Хотелось бы, чтобы деньги тех, кто всё же ставит господина Михалкова в один ряд с мистером Спилбергом и проводит сравнительно-унизительный анализ пошли бы на более нужное дело, к примеру, тем же ветеранам. Также мне кажется, что деструктивная природа современного русского человека не даст ему обрести маленькие форматные кусочки счастья через кино — ищите женщину или ещё чего-нибудь…

    Фильм цельный. Уже отмечалось, что «Утомлённые солнцем» хороши, но осознать их ценность в полной мере можно только вот именно сейчас — после финала. Финал более чем достойный и при всей проигрышности или унылости (это если объективно — путём подсчёта голосов 2-ой части — «Предстояния» назвать всю дилогию и уж тем более трилогию среднего качества кинопродуктом, «УГ», если хотите, мой язык не поворачивается — хоть отрезайте.

    Я разделил «Цитадель» на две части. Отдельное мерси здесь «разжалованному за пьянство генералу» ведь его эпизод лобовой атаки, как выяснилось в дальнейшем — главный в картине. Главным он является, потому что он единственно реален — всё остальное можно назвать реквиемом по жизни тех, кто в эту убийственную атаку пошёл. Симфония жизни, написанная Михалковым начиная от рождения дитя войны и заканчивая последней дорогой советских солдат — таких отчаянно живых на фоне выжженной, мёртвой земли, играет в уме Котова (да и любого другого солдата), когда за один миг до конца перед глазами проносится вся жизнь (тем горестнее и трагичнее становится, что для большинства героев войны она пока ещё непрожитая или же прожитая не так). Все последующие за этим эпизодом зарисовки имеют каждая по одному-двум гениальным моментам. Гениальными их делает сентиментальная составляющая, которая в последнее время встречается лишь в фильмах, предназначенных для кинофестивалей. Лично меня финал с участием Инны Чуриковой заставил плакать — и не скупыми мужскими слезами, а нормальными, человеческими…

    Никита Сергеевич Михалков восстановил свой статус пролонгированного киноклассика, и я надеюсь, что теперь уже навсегда. И всё же его ошибок мне хочется ждать с чуть большим нетерпением, нежели тем, с которым ждёшь его побед.

    26 октября 2014 | 19:59

    Всё, что можно сказать про фильм, уже сказали. Ни добавить, ни прибавить. Но я всё же попытаюсь.

    Собственно, весь фильм нашпигован невнятными образами и символами от Н. Михалкова. Мне удалось лишь некоторые распознать, хотя за точность не ручаюсь. Все эти символы определяют внутреннюю логику ленты. Многим показалось, что вторая часть «Утомленных солнцем-2» логичнее первой, но это небольшой самообман. Если бы Н. Михалков показал «Цитадель» раньше «Предстояния» — ничего бы не изменилось. «Цитадель» казалась бы слабосвязанным бредом, а «Предстояние» вполне целостной. Просто те идеи, которые были в первой части, во второй тоже имеются, и зритель примерно уже понимал, чего ждать.

    А смысл таков. История Котова и его дочери — это своеобразная история поиска человеком пути к Богу. А придя к Богу, по мнению Михалкова, нужно жить по его законам, главный из которых — это смирение. Котов во время Гражданской войны совершил много греховных дел, вот ему и пришла расплата в лице Мити. Митя сам не безгрешен, потому свой крест получил в конце фильма. Главное — это принять божью кару достойно, без ропота. Ибо смирение — это путь искупления. Нужно осознать, что всё «в руце божьей» и спокойно отдаться ей: что должно быть — того не миновать, а лишние действия, в том числе и геройства, могут привести только к ухудшению ситуации. Потому, в отличии от персонажа Мерзликина, Котов и не стал возражать против того, что их бросают в лобовую атаку на цитадель. А Надя взяла и остановила машину во время бомбежки, надеясь, что, если Бог решил, то они и так спасутся, а нет — так и рыпаться бессмысленно. А глупый советский народ подумал, что это младенец их спас, потому и назвал его Иосифом.

    Упомянутый выше эпизод очень показательный. Людей спас Бог, но русские люди подумали на младенца и назвали его в честь Сталина. То есть происходит такая смысловая подмена: надо Бога благодарить за спасение (и победу), а они вождя. Этот эпизод развивает мысль Михалкова о том, что война — это искупление русского народа за сталинизм (и коммунизм, видимо, тоже). В общем-то данная идея уже давно витает в РПЦ и периодически озвучивается. В фильме многое указывает на то, что люди воспринимают Сталина богом. Но он не бог. Иосиф Виссарионович отправил Котова командовать смертниками, надеясь связать его кровью. Но Котов соединил долг и совесть, отдав себя в руки божьи. И Боженька всех спас. Т. к. воля Бога сильнее воли Сталина.

    Здесь весьма примечателен образ резинового изделия, которое Котов постоянно мнет в руках. Это я про игрушку, резинового аиста. Это символ человеческих жизней, которые «даже во время войны продолжают делать». Сталин думает, что Котов игрушка в его руках, но на самом деле все мы игрушки в руках Всевышнего.

    Ещё одна, идущая сквозной нитью, тема фильма — это величие некоторых и серость прочих. «На войне (считай и в жизни) есть люди важные и неважные. Мы с тобой — неважные». Так говорит Котов в штрафбате. Раз мы неважные — нужно с этим смириться. Но сам-то Котов верит в то, что он важный. Потому и крякнул довольно, получив назад награды и звание, — «Так то!». Собственно, сам он на белом коне, а остальные -… «существуют, что бы вы почувствовали собственное величие».

    Но Котов (Михалков) в своем величии близок к народу: с урками базарит, на свадьбе баб лапает, и в окоп спуститься не боится. Потому что настоящий лидер должен быть с людьми, впереди всех идти на неминуемую смерть, принять предначертанное вместе со всеми. Красиво и благородно. В реальной жизни Михалков, конечно, вовсе не собирается отказываться от мигалки и с простыми смертными ездить в метро. Так что цену всего сказанного в фильме уже можно определить.

    Ещё Михалков так исподтишка пнул русскую интеллигенцию в образе родственников Маруси. Они сетуют на то, что живут при «тотальном терроре», потому что ванну не могут принять, когда хотят. Но генеральского пайка пожрать-то никогда не откажутся. Естественно, смиренный Котов, знающий жизнь изнутри, на их фоне выглядит более выигрышным.

    В финале Михалков нам как бы намекает, что Котов таки подорвался на мине. Концовка фильма выглядит уж больно сказочной: Котов со всеми сподвижниками, как Гендальф с эльфами, уходит на запад, что, собственно, у Толкиена было метафорой смерти. Но, по правде, я больше согласен с М. Трофименковым: «Героев действительно убили ещё в 1937 году, а все последующее — их предсмертный бред».

    ЗЫ. Тема сисек опять не раскрыта. Показали сосок Толстогановой и чуть-чуть грудь Анны Михалковой. Зато был стриптиз в исполнении Меньшикова.

    10 июля 2012 | 03:08

    Начну с того, что возможность посмотреть этот фильм появилась у меня почти сразу после его премьеры. Но после огромного количества негативных отзывов мне не хотелось его смотреть, однако зря. Эти два с половиной часа не были потрачены в пустую, фильм, по моему мнению, великолепный, как и предыдущие его части.

    Я не могу понять почему его так ругали и почему его прокат в кинотеатрах был столь коротким, такие фильмы просто необходимо смотреть в кинотеатре, с хорошим звуком и на большом экране. «Цитадель» просто нельзя смотреть как исторический фильм, он вовсе не про войну, он про людей, про жизнь, про чувства, будь то чувства штрафников, посланных на смерть пьяным генералом, или же чувства Котова, который утратил смысл жизни, потеряв всю свою семью.

    Может быть я смотрю фильм не как простой зритель, наблюдая за развитием сюжета и оценивая игру актеров, по ходу фильма я оцениваю еще и музыкальное сопровождение, спецэффекты, постановку и режиссуру. Насчет последних двух сомневаться даже не приходилось, Никита Сергеевич умеет снимать хорошо поставленные и продуманные фильмы. Музыкальное сопровождение просто замечательное, Вагнер туда так и просится. Очень радует, что и в наше кино теперь входят компьютерные спецэффекты, понемногу, да есть и они очень даже на уровне.

    Актерский состав замечательный, столько разных и прекрасных актеров, перечислять, я думаю бессмысленно. Однако игра Нади Михалковой мне не очень по душе и это, кажется, единственный минус всего фильма.

    Что касается уже упомянутого мной отношения к фильму наших патриотов, я считаю, что зря они мешают все в одну кучу. Фильм совершенно не тянет на исторический эпос и никоим образом не связан с желанием Михалкова как-то принизить или соврать. Он рассказывает совсем другую историю, историю не одного человека, а историю людей, завязанных в этом безумии войны, которая разделает любящих и родных, которая унижает тех, кто хотел быть человеком, а ему за это вменяют врага народа и расстрел.

    9 из 10

    22 сентября 2011 | 13:22

    В прошлом году даже безногий умудрился пнуть мнимое продолжение «Утомлённых солнцем». Подобная картина маслом очень не понравилась Никите Сергеевичу, и создал тогда он нерукотворный образ спасителя всея рунета — Бесогона. Шли ожесточённые споры до перегрызания вафельных трубочек пополам, пиар это или пеар, но не успел народ зафрендить режиссёра, как в кинотеатрах начинают крутить «Цитадель». Отходящие от метаболического шока хомячки, осуждённые по статье за интернет-онанизм и приговорённые к пожизненному сидению у компьютера, вновь вбрасывают свои важнейшие высказывания в общий котёл сумасбродства и негодования.

    Михалков пытается выжать все возможные и невозможные соки из картины 1994 года, но в ответ из всех щелей хлещет лишь клюква, которая выводит из строя филигранный замысел оскароносной ленты. Вдруг откуда ни возьмись в катарсисе абсурда появляются чудом выжившие комдив_штрафбат_генерал Сергей Котов, его истеричная жёнушка Маруся, по неизвестным природе причинам, превратившаяся из Дапкунайте в Толстоганову, и дочь Надя, которую никто не убивал, но она тоже спаслась. Наверное из пионер-лагеря. Некогда вполне себе чекист дядя Митяй становится Котом Базилио, уделом злодеяний которого будет подсыпание слабительного в компот дошкольнику. И вот этих мракобеснических искалечиваний образов в свежевыпеченной дилогии такое обилие, что впору сигать в речку, заранее привязав к ногам килограммы болванок. Подумать только, вот как можно расфигачить свой же огород? Оказывается очень просто. За пригоршню евро.

    Уместно было бы предположить, что это взгляд режиссёра через розовую призму своих политических убеждений и тайных фантазий. Однако, если у того же не очень любимого Михалковым Тарантино жгут Гитлера в кинотеатре, бьют фашистов битой, да пугают жидом-медведем, то там это естественно вписывается в пародийный, чересчур кровавый и просто фирменный стиль творца. Но ежели кино выдаётся за, не дай Боже, летопись военных лет, а в кадре авторские приёмы с душком второсортной голливудщины, то и удивляться плевкам в сторону фильма не стоит. Даже если закрыть глаза на «скромный» слоган «Предстояния» и смотреть кино, как художественное произведение, как нетривиальное самовыражение в конце концов, чего же увидим? Безумие. Супергеройское кино, или дешёвую пулялку с читерами. Как пожелаете.

    В «Цитадели» обошлось без уже классической «show me your titties», но как и предыдущая картина, она грузит гипертрофированным символизмом. То ли в шутку, то ли на полном серьёзе. Из серии, что кабы воевали с Наполеоном, так французы расхаживали бы с усиками, да с тарелкой лягушачьих лап. Не так страшен чёрт, как его малюют, а так страшен Котов, который тут и швец, и жнец, и на дуде игрец. Какая многогранность образа — от деревенского Хью Хефнера до Фрэда Крюгера, и чуточку до Моисея. А ещё он комдив, ну это не имеет значения. Обе ленты вообще здорово отдают абсурдностью. Сцена восхождения с палками настолько феерична, что зритель не в силах контролировать свой организм. Создаётся впечатление, что это перенос на экраны небылиц, частушек, устного народного творчества северных народов, — чего угодно, только не целостного сюжета с чётким логическим повествованием. Такая вот языческая ересь, когда ещё верили в трёх китов, держащих Землю. Определённо оттуда.

    12 мая 2011 | 00:17

    Я не ходил в кино, я не ждал этого фильма, что привело к тому что посмотрел я его случайно. Первую часть я не видел, вторая мне очень понравилась, а на счет третьей, могу просто сказать, что кино хорошее, только очень много глупых, непонятных сцен, в которых у меня возникло очень много вопросов. Никита Михалков очень хороший режиссер и талантливый актер. Я очень мало видел его работ, но те что видел, меня удовлетворили и очень понравились. Российское кино преобладает фильмами о войне, сюда относится вторая мировая и Афганистан. И когда смотришь очередной фильм о войне, становится скучно.

    Читая некоторые комментарии, я заметил что много критики на себя приняло имя режиссера. Плохой режиссер, лучше снимайся а не снимай! Что это за бред! Как можно такое говорить о режиссере, кино которого взяло Оскар за лучший иностранный фильм. Я полностью согласен, что третья часть получилась самой худшей в плане сюжетной линии, ну а в постановке фильма, картина по качеству ни чуть не уступила второй части. Все больше и больше нового и ужасного мы узнаем о второй мировой войне. Об операциях, где люди были в роли пушечного мяса, о нелепых миссия, в которых главной задачей было уничтожение так называемых врагов народа, а не выполнение задачи.

    - Комбат, стыдно, но не перед собой, а перед немцам, что со мной так можно.

    Для многих это уже не новость, как власть поступала с штрафными батальонами. Актеры все без исключения большие молодцы, фильм был насыщен талантливой игрой, особенно хочу отметить моего одного из любимых русских актеров, Романа Мадянова, сыгравшего здесь генерала Малежко, который злоупотребляя алкоголем, отдал приказ штрафникам штурмовать неприступную цитадель. Вот еще одно доказательство о том, какие люди руководили армией, вряд ли Михалков это придумал, чтобы опорочить генералов Красной армии и сделать фильм еще интереснее.

    - Коля, ты же знаешь, что на войне есть люди важные, а есть менее важные, вот так нам повезло, что поделаешь.

    Очень понравились слова Иосифа Виссарионовича Сталина, когда он беседовал с Котовым. Как будет смотреть солдат вернувшийся домой с войны без руки или ноги соседу, который все время прятался, и ложился спать с мыслей что все само по себе образуется.

    Фильм действительно получился неплохим, но я думаю, что все зрители ждали с нетерпением штурма цитадели, а получился полный бред, который просто недопустим для финальной части такого хорошего и легендарного фильма Утомленные солнцем 1994 года.

    8 из 10

    25 июля 2011 | 03:17

    Михалков один из лучших режиссеров современной России. Его единственная ошибка, на мой взгляд, в том, что фильм основан на реальных событиях, которые происходили в нашей стране каких то полвека с небольшим назад. Победа была за нашими дедами, но какой ценой?.. Очень много крови было пролито. Страна не забудет этого никогда (по крайней мере здравомыслящая ее часть). Михалков же посягнул на святое, и этого ему не простят. Вот его ошибка. Согласитесь, если бы фильм разворачивался не во времена Великой Отечественной, а был вымыслом, ничего общего не имеющим с ВОВ, если бы не было в фильме того бреда и маразма, которые местами проявляются в той или иной степени, то его бы оценили и критики и зрители.

    Ведь никто не станет спорить, что философия и скрытый смысл присутствуют в достаточной для понимания и осознания форме. Насекомые, на которых делается акцент, символизируют русскую природу, которая помогает нашим: комар спас жизнь солдату, паук спас 15 тысяч. Бабочка символизирует душу человека, чьи благородные поступки перемешиваются с унизительными… Взаимоотношение людей, психология одной семьи — всего этого хватает в фильме с лихвой. Можно еще очень много сказать хорошего и плохого о фильме, но в целом получилось неплохо, если относиться к фильму, как к ФИЛЬМУ и только. Если не задумываться об истории России, а рассматривать это произведение исключительно как вымышленную историю. Что перед просмотром «Утомленные солнцем 2» я и сделал. И считаю, что сделал правильно.

    Напоследок хочу отметить некоторую тенденцию масс: большинство людей (я не говорю «все») смотрят фильмы, полагаясь на чужое мнение. Если вам говорят: «Фильм супер! Советую!», — вы не оцените этот фильм как «ужасный», просто полагаясь на чужое мнение. И наоборот: «Фильм отстой! Чушь полная! Бред сивой кобылы», — а вам вдруг понравился (такое бывает, это факт), вы не поставите 10 баллов никогда! Это психология масс.

    P.s.: Если у вас складывается такое отвращение к фильму, зачем вы его смотрите?..

    7 из 10

    29 мая 2011 | 13:34

    Просмотрел обе части этого бреда с большой брезгливостью. Сюжет натянут за уши, про «чудеса» вообще молчу: у неокрепших детских умов может сложиться впечатление, что Михалков одним выстрелом уничтожил чуть ли не весь бункер Гитлера. Меня начинает мутить от всех этих сисек его дочери, озабоченного, умирающего солдата (или самого Михалкова?), анатомических подробностей о содержимом перерезанного танком солдата, супергероя а-ля mikhalkov, в огне не горящего и уничтожающего в одиночку чуть ли не полдивизии вермахта. А в финале картины дурачок-немец — это зритель, которому Михалковы, проезжающие на танке великодержавно оставляет право на его жалкое существование. В общем Михалков хотел сочинить оду себе-великому, а получилась заупокойная месса о Михалкове-режиссере.

    1 из 10

    3 июля 2012 | 07:47

    Как известно, в этом году на «Оскара» от России выдвинут фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2. Цитадель». Процесс выдвижения сопровождался серьёзным скандалом: председатель российского «оскаровского комитета» Владимир Меньшов отказался подписывать протокол, считая, что конкуренты были намного сильнее, да и «Цитадель» успела доказать свою несостоятельность, оглушительно провалившись в прокате и собрав солидный запас негативной критики.

    Тем не менее, на главной мировой кинопремии нашу страну всё-таки будет представлять последняя работа Михалкова (если попадёт хотя бы в шорт-лист, конечно). И хотя после убийственного «Противостояния» я совсем не собирался тратить время на знакомство с его продолжением, после заварухи с «Оскаром» решил всё-таки уделить 2 с половиной часа своей жизни ленте, завершающей эпопею про «утомлённых солнцем».

    «Цитадель» — это нечто невероятное! Если «Предстояние» насквозь пропитано кровью и насилием, то здесь сделан упор на психологизм — в специфическом понимании режиссёра, естественно.

    В результате мы имеем страдающего Котова и рефлектирующего Митю, которые вроде бы и хотят выяснить отношения, но почему-то никак не могут это сделать. Подобно юному Вертеру, они страдают и снова страдают, вызывая непреодолимое желание нажать на кнопку перемотки. Типа, один предал другого, потом доложил его жене, что тот предал её, а жена предателя — незавидная участь, поэтому он как бы намекает: «Станешь жить со мной — всё будет в ажуре». Но отношения не складываются, жена предателя начинает жить с другим человеком, и тут, словно чёртик из табакерки, в 43-м году в доме Котовых возникает Митя вместе с Сергеем, которого все считали давно погибшим. Естественно, скандал, затем любовная сцена, потом расставание — и так грустно, так печально на душе, что хоть телек выключай, пока слезами всё вокруг не залил.

    Хуже другое. Вся эта мелодраматическая катавасия происходит на фоне Великой Отечественной войны, и если судить по фильму, война эта была не такой уж Великой. Ещё в начале ленты нам показывают неадекватного генерала-самодура, который по пьяни и дури посылает на штурм укреплённой немецкой Цитадели штрафбат, прекрасно сознавая, что этот поход обернётся самой настоящей бойней. Ближе к финалу нам являют воплощение Зла на нашей планете — товарища Сталина, который, желая, видимо, переплюнуть алкаша-генерала, отправляет в атаку той же крепости 15 тысяч мирного населения, дабы ужаснуть мировую общественность масштабами своего злодеяния. И во главе этой очкасто-интеллигентной армии, которое командование вооружило… деревянными кольями, Сталин ставит восстановленного в должности Котова. Тот с приказом не спорит, в бою не робеет и идёт впереди всего своего народного ополчения, собственным примером демонстрируя, что русские не сдаются!

    Представители немецкого командования оказываются немного благороднее. Один даже говорит, что не хочет смотреть на бой: «Я немецкий офицер, а не палач!» И это правильно, ведь, согласно логике Михалкова, палачи-то как раз наши! И быть бы грандиозному побоищу, если бы не… паук.

    Именно это хитрое членистоногое смутило вражеского бойца, приникшему к прицелу. Отвлёкся на паучка и схлопотал пулю в лобешник. А тут и белая мышка-норушка, бегающая по граммофонной пластинке возле внезапно убиенного, сгодилась. Столкнула лампу с маслом, открывая поле для действия ясному солнышку, которое, преломив свой лучик в линзе фашистских очков, зажгло лежащую на столе бумажку. От неё огонёк перекинулся на упомянутое масло, с масла — на перчатку, с перчатки — на провод, с провода — ещё куда-то, и тут как земля содрогнётся, как взлетит в небо вся Цитадель со всеми своими мышками, паучками и немецкими офицерами. Так вот! А мы-то думали, Победу наши деды добывали, кровь проливая в жестоких боях. Ничего подобного! Без насекомых и грызунов проиграли бы войну…

    Подобная сомнительная символика пронизывает весь фильм, который, к примеру, открывается сценой рождения комара, впоследствии спасшего… русского бойца. А тут ещё и бабочка, прихлопнутая противным героем Меньшикова аккурат на обложке папки с делом, которое грозит ему расстрелом. Занимательная энтомология, а не фильм о самой страшной трагедии ХХ века!

    Про провалы в сценарии, ляпы и неувязки говорить даже не хочется — думаешь о другом. О том, например, что Михалкову выдали нереальный бюджет в 45 миллионов долларов, прибыль от проката второй части «великого фильма о великой войне» (именно так его позиционировали на рекламных плакатах) едва-едва превысила полтора миллиона, а ему хоть бы что?! О том, почему наше государство поощряет съёмки ужасных (во всех смыслах) фильмов съехавшего с катушек кинодеятеля, пафос и самолюбование которого зашкаливают даже на шкале зашваливаний?! И о том размышляешь, что мы же позиционируем себя, свою страну, свой кинематограф перед всем миром, выдвигая на «Оскар» не уже получившие кинематографическое признание «Елену» Звягинцева или «Фауста» Сакурова, а провалившуюся, никому не нужную и беспомощную в своём мнимом величии «Цитадель»?

    Год назад Михалков возил своё «Предстояние» в Канны — члены жюри престижнейшего фестиваля, в своё время высокого отметившего первых «Утомлённых», только плечами пожали да поглядели на режиссёра с состраданием: «Умаялся, бедненький». А нам плевать — мы снова вперёд! Канны не осознали всей глубинной сути эпопеи — может, Голливуд проникнется? Только, боюсь, не помогут «Цитадели» волшебные паучки да мышки — не берёт американцев наше самое сильное оружие. Ой, не берёт…

    29 сентября 2011 | 08:40

    После просмотра фильма я не знаю, как теперь относится к Михалкову, для меня он блестящий актер, талантливый, хороший режиссер, но зачем он снял такой фильм, я не понимаю.

    Сюжет, динамику фильма, мне её тяжело комментировать, так как линия фильма хаотично прыгает из одного времени в другое, и самое главное до сих пор не стало понятно, для чего все это? Что-то по фильму мы не видим талантливого военного Котова, который командирам объяснял, как воевать, помогал бы курсантам, да в конце концов подсказал бы генералу, бравшего Цитадель, что есть артиллерия. Зачем Сталину нужен Котов? Чтобы одеть в черный костюм, дать в руке черенок лопаты и отправить вместе с другими на Цитадель?Зачем Котов воюет в штрафбате? Он что не понимает, что если перевестись в действующую часть (по сюжету его хотели перевести), то шансов намного больше найти свою дочь? Логики в фильме нет, а есть набор плохо сыгранных миниатюр.

    Самое страшное, что и с исторической точки зрения фильм абсолютно бездарен. Никакой «правдой» о войне, там и не пахнет, многие упрекают, что это художественный фильм, но за 55 млн., можно было передать атмосферу того времени в полном объеме, в реальности показать настоящие батальные сцены, показать немцев, такими, какими они были, показать настоящего советского солдата, его судьбу, показать, что мы защищали свою Родину до последнего, наконец утереть нос Западу со своими «пафосными» фильмами о войне. Вместо этого мы видим, что фактически все наши солдаты (наши деды и прадеды) трусы и дезертиры, немецкие солдаты оправдано нас убивают, офицеры вечно пьяные и отдают тупые приказы, естественно загранотряды (в реальности, которые редко видели), злобные чекисты, которые стреляют солдатам в спину, феномен «Черная пехота», ну и конечно «неведанные силы», которые взрывают Цитадель, после таких фильмов, как «Иди и смотри», «Брестская крепость» и многих хороших советских фильмов, реальности, понимаешь, что Михалков в своем фильме воевал на другой войне в фильме, которой не существовало.

    13 августа 2013 | 10:49

    Хочу сказать, что фильм получился никакой. Да, были действительно сильные моменты, например — игра Толстогановой и Ани Михалковой. Но, пожалуй, всё затмевается скомканным, непонятным, с нераскрытыми образами сценарием.

    1. Техническая сторона — 10 баллов

    Мне очень понравилось как фильм был снят. Операторская работа, умение удержать массовку, декорации, костюмы — всё это на высоте. Окопы, в которых ползают главные герои в начале фильма очень добротно выкопаны, а грим на лицах каждого актера наложен очень правдоподобно. Видно, что люди старались, но к большому сожалению, они не имели четкого представления ради чего все эти потуги.

    Игра актеров — 6 баллов.

    Может актеры и замечательные собрались в проекте, но не все из них обладают профессиональным качеством отделять свой образ от образа персонажа. Михалков играет самого себя, от Котова из первого фильма остались крупицы. Меньшиков как всегда переигрывает, что обуславливается неумением отделить себя от Чацкого/Костика/самого себя (ненужное вычеркнуть). Надя кричит, бегает, прыгает и не умеет правильно выговорить слова из сценария, так что часть из её реплик мне не понятна. Но надо отдать должное — Надя кое-как старалась. Виктория Толстоганова была отрадой глаз моих во время всего этого балагана. Пожалуй, только она одна смогла сыграть четко и как надо.

    Сценарий — 3 балла

    А вот тут просто трагедия. Я затрону сценарий не только Цитадели, но и всего фиьлма в целом под названием УС — 2. Михалков в необыкновенном порыве эгоцентризма подмял под себя все сюжетные линии и в «инсепшном» конце показал себя самого Б-гом, который испепеляющим взглядом и разинутым ртом уничтожил Цитадель. Михалков может плести чушь про образы, фольклорность, про всякие там метафизики, но его речи были бы актуальны и похвальны, если бы хоть один образ или сказка была раскрыта в сюжете.

    Итого — 6 баллов

    Писать много букв о Цитадели нет смысла, этот фильм — плод фантастического эгоцентризма. Надеюсь, что Никита Сергеевич когда-нибудь осознает свою ошибку и в скором времени реабилитируется с фильмом по рассказу Бунина.

    5 мая 2011 | 18:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 145 руб.
    DVD, 490 руб.
    Blu-Ray, 525 руб.
    подробнее

    Новости


    Во всем мире национальные киноакадемии определяются с тем, какую картину отправить в гонку за «Оскаром» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». КиноПоиск рассказывает, что нужно будет сделать российскому «Сталинграду», чтобы попасть в число претендентов, и изучает кандидатов из других стран. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Внимательный зритель заметит в титрах фильма „Август. Восьмого“ непривычные для отечественного кино имена: Майкл Лернер, Роберт Бимер и Дэннис Вирклер никогда еще не работали над российскими лентами. Мы поговорили с американскими специалистами о том, почему они приняли участие в создании картины и какова их оценка финального продукта... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Откуда-то издалека начинает приближаться страшный гул, от которого дрожит земля. Ваня и Котов поворачивают головы в сторону нарастающего гула. В солнечном мареве появляются какие-то четырехугольники, парящие в небе (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Уик-энд 13-15 декабря в европейском прокате. «Пустошь Смауга» покорила почти всю Европу. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Лицо со шрамомScarface8.193
    141.Белый пленEight Below8.193
    142.Звёздочки на землеTaare Zameen Par8.191
    143.ПривидениеGhost8.188
    144.Андрей Рублев8.187
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.НесломленныйUnbroken91.11%
    47.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 591.02%
    48.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted91.02%
    49.Седьмой сынSeventh Son90.98%
    50.Большие глазаBig Eyes90.91%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЯростьFury22
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep5
    СеренаSerena4
    Горько! 234
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.361
    Город героевBig Hero 68.410
    ЯростьFury7.781
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    СеренаSerena6.509
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры