всё о любом фильме:

Утомленные солнцем 2: Цитадель

год
страна
слоган«Ни шагу назад!»
режиссерНикита Михалков
сценарийНикита Михалков, Александр Новотоцкий, Владимир Моисеенко, ...
продюсерНикита Михалков, Леонид Верещагин, Алексей Балашов, ...
операторВладислав Опельянц
композиторЭдуард Артемьев
художникВладимир Аронин, Татьяна Ткаченко, Константин Грязев, ...
монтажСветолик Зайч
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
$45 000 000
сборы в России
зрители
Россия  206.2 тыс.,    Украина  19.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время157 мин. / 02:37
Своей искалеченной судьбой заплатил комдив Котов за восстановление доброго имени. Он возвращается в дом, воспоминания о котором давали ему силы все эти страшные годы. Но то, что ждало в этом доме, его потрясло. Все изменилось, его хрупкий мир рухнул. Котову снова придется сражаться. За свое имя, за свою честь, за свою любовь, за свою Цитадель…
Рейтинг фильма
IMDb: 3.90 (986)
ожидание: 32% (9601)
Рейтинг кинокритиков
в России
36%
5 + 9 = 14
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Это второй фильм Никиты Михалкова, в котором говорится одна и та же фраза: «Ссать и родить — нельзя погодить» (в фильме «12» эту фразу говорит герой Валентина Гафта, в фильме «Утомленные солнцем: Цитадель» эту фразу говорит солдат на 41 минуте фильма).
    • В сцене где комдив навещает свою жену, Митя в определенный момент играет на пианино главную тему фильма «Сибирский цирюльник», режисером которого также является Никита Михалков.
    Трейлер 02:33
    все трейлеры

    файл добавилCommon..Rock

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1861 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Скажу сразу: вопреки всем михалковоненавистникам и злопыхателям, я являюсь ярым почитателем его режиссёрского таланта, а его» Неоконченная пьеса для механического пианино» и «12» вообще на верхушки моего личного топа лучших фильмов. И тем не менее эта рецензия будет абсолютно-негативно-отрицательной!!!

    Оставим позади рассуждения о том, как хорош был первый фильм, с его оригинальной стилистикой, непревзойдённой игрой актёров, и вполне заслуженным на то время «Оскаром», и зададимся вопросом, а надо ли было дальше?

    Пародоксальными становятся все попытки хоть как-то ли связать концы с концами, первый фильм с его продолжением, а уж тем более с продолжением продолжения.

    В общем, сначала все вроде бы весьма драматично умерли, но потом все оказались как-то случайно и комично живы, ну а если уж выжили после репрессий, тюрьм, лагерей, то не возьмёт нас ни танк, ни бомба, ни мина, ни фашистские неврозы…

    И если ещё как-то можно смирится с нелогичностью сюжета, то уж в актёрской игре проступают полные непонятки.

    Маленькая бойкая целеустремлённая девочка Надя превращается в плаксивую размазню, которая только потеряв дар речи оказывается способной на какие-то волевые поступки, и в конце, опять же, заикаясь подтверждает полную невнятность персонажа.

    Маруся. которой мы так верили в первой части, и за которую так переживали, когда она нервно барабанила по стакану, увидев Митю- свою самую большую любовь, превратилась в истеричную бабу, готовую спать с первым попавшимся сочувствующим, державшим её за руку. И это когда рядом всё тот же Митя…

    А про Митю и Котова вообще комментировать нечего… бредово это всё с точки зрения человеческих чувств. И если этим Никита Сергеевич хотел сказать, что вот как, мол, обстоятельства трансформируют человеческую натуру, то это у него получилось плохо…

    Несомненно достоинства в фильме есть: стоит отметить операторскую работу.

    И я бы лично лично отметила некоторых актёров: это Миронов в «Предстоянии» и Чурикова в «Цитадели». Ради эпизода с Чуриковой, пожалуй, можно было просмотреть весь этот нудный трёхчасовой фильм, а ещё лучше вообще не смотреть — а приходить к концу сеанса на этот последний эпизод… Конец… Титры…

    21 марта 2012 | 16:58

    Ну вот наступило время 2 части путешествия по данному произведению.

    Начало его сражает подобной странностью, что и в 1 фильме. Тогда это был Сталин с тортом, теперь — кровососущий комар, спасающий несчастную душу русского солдата.

    Сюжет хоть теперь и практически не прыгает по времени как лягушка — путешественница, но он все еще сыроват, что не способствует хорошему пониманию происходящего. У него есть все задатки хорошей драмы. Но наступает впечатление, что перед тобой не цельный фильм, а набор плохо сыгранных мизансцен. Да и многие испорчены самим режиссером из-за добавлений ненужных действий и взрывающих мозг диалогов(сцена с родами под обстрелом, посмотрите -поймете.)

    А плохо они сыграны из-за актеров. В данном фильме даже те, кто в предыдущем фильме сыграли достойно, сейчас совсем не справляются с ролями. Многие вообще переигрывают и играют психически ненормальных персонажей. Вечно пьющая сволочь-генерал, истеричка-жена, контуженная обезьянка-дочь. Данные образы не способствуют нормальной игре, даже Хоффман не смог бы из этого вытянуть что-либо.

    Батальность отошла на 2 план. В фильме только 1 битва, да и та всего лишь получилась из-за взрывов «вишневых бомбочек». А финальный штурм вообще поражает своим примитивизмом. Стадо простейших, вооружившись палочками, идут захватывать крепость. Тут наступает желание увидеть ихнее кровавое месиво. Однако наступает целых 2 облома. Первый — паучок, которого фашист из-за своей бездарности обзывает насекомым, мешает выстрелить в данную толпу. Тем временем, чукчанский снайпер излечивает гада от бездарности точной пулей в лоб. А второй — мощный взрыв в конце, который более похож на отрывок фильма «Пункт назначения», но ну никак не относится к военной драме.

    Концовка впечатляет своим идиотизмом, и уже окончательно удостоверяешься, что смотришь жуткую пародию.

    3 из 10. Это оценка данному фильму. Но средняя оценка дилогия будет снижена до минимума из-за одного факта.

    Федя Бондарчук опозорился перед страной и плюнул в душу семьям, пострадавшим в результате Афганской войны. Но Никита Михалков еще больше опозорился перед страной и плюнул в душу уже всему народу. А от этого уже гораздо сложней отмыться.

    Оценка дилогии в общем :

    1 из 10

    14 июля 2011 | 19:34

    По сравнению с «Предстоянием» «Цитадель» у режиссера Никиты Михалкова, конечно, получилась на порядок выше. В первую очередь лучше, интереснее стала актерская игра. И солируют тут отнюдь не Олег Меньшиков с Никитой Михалковым, хотя и их игра тут тоже неплоха по сравнению со второй частью. По-настоящему звездными, считаю, в картине стали эпизодические роли. У Максима Суханова в фильме только где-то десяти- пятнадцатиминутный эпизод, но сыграть такого яркого и убедительного Сталина, убежден, не удалось до сих пор никому в истории не только российского, но и советского кинематографа. И буду очень рад, если кому-то удастся лучше исполнить роль вождя народов в будущем. Высший класс! И тут надо поблагодарить второй фильм за то, что он все же появился, ибо там М. Суханов имел больше времени и возможностей проявить себя: сцены со Сталиным в «Предстоянии» все-таки более продолжительны. Чем этот актер и воспользовался в полной мере.

    И второй, просто пронзительный по своему звучанию эпизод, — сцена с Инной Чуриковой в конце картины. Очень сильный момент, удавшийся, главным образом, именно благодаря мастерству этой актрисы. Сцена со старухой стала одним из украшений фильма, которыми, «Цитадель», увы, не побаловала. Кроме вышеуказанных двух, выделю еще, пожалуй, сцену в доме Котова по его приезде. Вот, пожалуй, и все. А, еще, наверное, упомяну тут рельефнее и четче очерченную в «Цитадели» линию отношений — Митя — Котов: по крайней мере, яснее прослеживается уже их сложность и драма характеров.

    Далее о минусах. Главным и определяющим среди них остается сюжет. Он, как и в «Предстоянии», какой-то рваный, разбитый на эпизоды, между которыми порой просто не видишь взаимосвязи, последовательности. Такое впечатление, что эти сцены сняли отдельно одна от другой, причем разные люди, а потом кое-как соединили в одно. И вышло, к сожалению, не очень удачно. К сюжетной линии осталось много вопросов: например, очень резко, непоследовательно и скоропалительно показаны изменения в судьбе Мити. Только что тут — и уже там, а почему, в связи с чем — толком не объяснено Схожая ситуация и с несколькими другими персонажами. Непроработанный, сырой сюжет вышел. Такое ощущение, что хотели показать всего много, в результате же мало что вышло. Не знаю, может телеверсия даст ответы на эти вопросы. Во всяком случае, хочется на это надеяться.

    5 из 10

    25 мая 2011 | 20:38

    «Ну вы, блин, даете!» (генерал, х/ф «Особенности национальной охоты»)

    «Перед немцем стыдно!» (штрафник, рецензируемый «х/ф»)

    «Дерьмо! Дерьмо!» (Эрик Картман, м/ф «Южный парк»)

    В рецензии на «Предстояние» был сдержан и печален. На этот раз уж позвольте! Как любили говаривать Петросян и Бомарше: «Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать».

    Пытаясь разобраться в хитросплетениях сюжетных линий и найти тот самый глубочайший смысл, заложенный в мракобесие, происходящее на экране, прокручивая в голове отдельные фантасмагорические сцены, лишенные всякой логики, с каждой минутой все больше понимаешь, что Михалкову удалось сделать удивительную вещь. Он выбил огромную по российским меркам сумму на фильм, собрал почти всех лучших актеров страны в одной картине и, имея все это, создал настолько ужасное и бездарное кино, что просто диву даешься, как у него это так ловко получилось!

    Повторяя собственные слова из рецензии на предыдущую часть «великого фильма» скажу, что Михалкова есть за что уважать. Вернее, было за что. Многие его картины заслуживают внимания, отдельные можно назвать шедеврами. Что случилось с ним на съемках «Утомленных солнцем-2» понять сложно, но можно. Стоит только внимательно посмотреть фильм и отметить некоторые моменты (в обязательном порядке делать стоп-кадр каждый раз, как на экране появляется Создатель).

    Основная причина полного провала фильма весьма банальна. Никита Сергеевич измельчал творчески, муза покинула его и, в жутких мучениях (стоп-кадр на сцене признания Мити Котову) признавшись в этом самому, себе он решает возродить героев фильма принесшего ему славу и попробовать искупаться в ее лучах еще разок. Возродить не вышло, замечательные персонажи первого фильма так и остались трупами во втором и третьем. Если в 94 году Михалков играл лихого удалого комдива Котова в тельняшкообразном тельнике, то сейчас он не играет вовсе. На экране просто Михалков, со всеми его ужимками и непрекращающимся самовозвеличиванием. Вот он делает вид, что ему немножко страшно под обстрелом, вот он изображает, что злиться на нехорошего Митю, а вот он ничего не изображает, в сцене возвращения домой это просто Михалков в окружении рабски преданных актеров собственного пула. Везде он крут и непобедим, он батя для штрафников и нужный гвоздь в заднице Сталина, он всегда знает что делать и ему благоволит судьба. Ему бы очень хотелось, чтобы было так. В реальности же это настолько нелепо и убого смотрится, что невольно посещает следующая мысль — к сценарию приложили руку находящиеся в глубокой депрессии выходцы из Монти Пайтона.

    Снова в каждом кадре ненависть ко всему советскому, вместо того чтобы снять серьезный исторический фильм его высочество режиссер берет на вооружение больную фантазию и излюбленные американские штампы — пьяных советских генералов, посылающих в губительные атаки тупых, вечно орущих и пьяных советских людей, страшненького зверски нелогичного Сталина, благородных вылизанных немцев. И во главе всего этого простой русский барин, без которого ну никуда ни русскому народу, ни вождю того самого народа. На его изуродованной в страшных НКВДшных подвалах длани надета стальная перчатка с опасным коготком, в гневе он страшен, не в гневе, как полагается барину, щедр и весел. Образ, над которым давно все смеются, в этом фильме берет новые высоты самовосхваления, в этой мерзкой сказке весь мир крутится вокруг генерала-барина Котова. Из всего этого вытекает вторая причина провала. Кроме творческого кризиса на лицо явная прогрессирующая мания величия (отмечаем стоп-кадрами образы барина на белом коне, бесстрашного генерала забывшего чапаевские истины и ведущего в атаку кучу народу с палками, барина дарящего часы безногому фронтовику).

    Заниматься пересказом мазохистски просмотренной ахинеи я не буду, многие уже это довольно эмоционально и ярко сделали в своих рецензиях. Читайте длинные красненькие отзывы на этот фильм и познаете истину. Хочется попытаться раскрыть одну замеченную деталь, а именно то, как видит Никита Сергеевич простых русских людей, то есть тот самый народ составляющей которого он собственно и является, хотя ну никак не может признаться себе в этом. В отличие от имеющих личные характеры персонажей голубых кровей (Меньшиков, Маковецкий, семья Котова), простые люди предстают одним единым организмом, занимающим обширную территорию нашей страны. Когда в одном ее конце напиваются и играют на гармошке, в другом орут, сеют панику и откровенно идиотничают, вечером все меняются ролями. Люди одинаковы до боли в мениске. Они все как один глупы, пьяны, излишне эмоциональны и широки душой. Настолько широки, что не брезгуют отлить из кузова грузовика, в котором только что родила женщина, не утруждая себя долгим и нудным спрыгиванием вниз. Широки так, что не жаль им батальона штрафников посланного на убой в усмерть пьяным генералом. Настолько широки, что могут запросто прострелить ногу шоферу, выполняющему приказ и за это им ничего не будет. Я, конечно, понимаю, что автору присущи все эти качества, но зачем же мыслить так категорично? Я так же понимаю, что так же ничего не будет за этот фильм и Никите Сергеевичу, как и дочке Создателя прострелившей ту самую ногу. Обманули вы, похоже, зрителя утверждая в х/ф «Жмурки», что вас в детстве пороли. А розги за такие проделки вполне заслужены. В другой уважающей себя стране за такой идиотизм об истории собственной страны и засудить могли бы…

    Ну что еще сказать? Загримировали всех славно, актеров согнали знатных тьму, костюмов и телогреек со свалки понабрали подходящих не один десяток, построили большой пребольшой бункер, немецкие самолеты нарисовали, взорвали большой пребольшой бункер, а все насмарку. В итоге смотреть не на что. Внимания фильм не заслуживает, потому что не для зрителя снят, не для того чтобы поделиться идеями, мыслями, не для увековечивания памяти павших, а для себя любимого, для собственного самоутверждения, для освоения бюджета, для внушения другим собственного величия. Ограничившись наглой рекламой и паразитированием на прошлом успехе, Никита Сергеевич Михалков выдал неинтересный, откровенно плохой и дурно пахнущий фильм, насмехающийся над памятью того, кому он его посвятил. Михалкова в угол, остальным двойную порцию спирта и молоко за вредность.

    28 мая 2011 | 00:32

    Всё, что можно сказать про фильм, уже сказали. Ни добавить, ни прибавить. Но я всё же попытаюсь.

    Собственно, весь фильм нашпигован невнятными образами и символами от Н. Михалкова. Мне удалось лишь некоторые распознать, хотя за точность не ручаюсь. Все эти символы определяют внутреннюю логику ленты. Многим показалось, что вторая часть «Утомленных солнцем-2» логичнее первой, но это небольшой самообман. Если бы Н. Михалков показал «Цитадель» раньше «Предстояния» — ничего бы не изменилось. «Цитадель» казалась бы слабосвязанным бредом, а «Предстояние» вполне целостной. Просто те идеи, которые были в первой части, во второй тоже имеются, и зритель примерно уже понимал, чего ждать.

    А смысл таков. История Котова и его дочери — это своеобразная история поиска человеком пути к Богу. А придя к Богу, по мнению Михалкова, нужно жить по его законам, главный из которых — это смирение. Котов во время Гражданской войны совершил много греховных дел, вот ему и пришла расплата в лице Мити. Митя сам не безгрешен, потому свой крест получил в конце фильма. Главное — это принять божью кару достойно, без ропота. Ибо смирение — это путь искупления. Нужно осознать, что всё «в руце божьей» и спокойно отдаться ей: что должно быть — того не миновать, а лишние действия, в том числе и геройства, могут привести только к ухудшению ситуации. Потому, в отличии от персонажа Мерзликина, Котов и не стал возражать против того, что их бросают в лобовую атаку на цитадель. А Надя взяла и остановила машину во время бомбежки, надеясь, что, если Бог решил, то они и так спасутся, а нет — так и рыпаться бессмысленно. А глупый советский народ подумал, что это младенец их спас, потому и назвал его Иосифом.

    Упомянутый выше эпизод очень показательный. Людей спас Бог, но русские люди подумали на младенца и назвали его в честь Сталина. То есть происходит такая смысловая подмена: надо Бога благодарить за спасение (и победу), а они вождя. Этот эпизод развивает мысль Михалкова о том, что война — это искупление русского народа за сталинизм (и коммунизм, видимо, тоже). В общем-то данная идея уже давно витает в РПЦ и периодически озвучивается. В фильме многое указывает на то, что люди воспринимают Сталина богом. Но он не бог. Иосиф Виссарионович отправил Котова командовать смертниками, надеясь связать его кровью. Но Котов соединил долг и совесть, отдав себя в руки божьи. И Боженька всех спас. Т. к. воля Бога сильнее воли Сталина.

    Здесь весьма примечателен образ резинового изделия, которое Котов постоянно мнет в руках. Это я про игрушку, резинового аиста. Это символ человеческих жизней, которые «даже во время войны продолжают делать». Сталин думает, что Котов игрушка в его руках, но на самом деле все мы игрушки в руках Всевышнего.

    Ещё одна, идущая сквозной нитью, тема фильма — это величие некоторых и серость прочих. «На войне (считай и в жизни) есть люди важные и неважные. Мы с тобой — неважные». Так говорит Котов в штрафбате. Раз мы неважные — нужно с этим смириться. Но сам-то Котов верит в то, что он важный. Потому и крякнул довольно, получив назад награды и звание, — «Так то!». Собственно, сам он на белом коне, а остальные -… «существуют, что бы вы почувствовали собственное величие».

    Но Котов (Михалков) в своем величии близок к народу: с урками базарит, на свадьбе баб лапает, и в окоп спуститься не боится. Потому что настоящий лидер должен быть с людьми, впереди всех идти на неминуемую смерть, принять предначертанное вместе со всеми. Красиво и благородно. В реальной жизни Михалков, конечно, вовсе не собирается отказываться от мигалки и с простыми смертными ездить в метро. Так что цену всего сказанного в фильме уже можно определить.

    Ещё Михалков так исподтишка пнул русскую интеллигенцию в образе родственников Маруси. Они сетуют на то, что живут при «тотальном терроре», потому что ванну не могут принять, когда хотят. Но генеральского пайка пожрать-то никогда не откажутся. Естественно, смиренный Котов, знающий жизнь изнутри, на их фоне выглядит более выигрышным.

    В финале Михалков нам как бы намекает, что Котов таки подорвался на мине. Концовка фильма выглядит уж больно сказочной: Котов со всеми сподвижниками, как Гендальф с эльфами, уходит на запад, что, собственно, у Толкиена было метафорой смерти. Но, по правде, я больше согласен с М. Трофименковым: «Героев действительно убили ещё в 1937 году, а все последующее — их предсмертный бред».

    ЗЫ. Тема сисек опять не раскрыта. Показали сосок Толстогановой и чуть-чуть грудь Анны Михалковой. Зато был стриптиз в исполнении Меньшикова.

    10 июля 2012 | 03:08

    «Цитадель» — это феноменальная картина, она отличается от «Предстояния» как день от ночи. Честно признаюсь, не ожидал что третья часть так преобразится. Я очень многого ждал от «Предстояния», но сильно разочаровался. Бессвязный сюжет, абсурдные ситуации, скукота и глупость. А вот «Цитадель» — образец классического Михалковского стиля.

    Сюжет.

    Он есть. Всё чётко, понятно, а главное интересно и правдоподобно. По крайней мере, нет ничего, чтобы бросалось в глаза и раздражало. Если во время просмотра «Предстояния» я каждые 10 минут порывался закричать: «такого не может быть! не верю!», то в «Цитадели» нет ни одного откровенного ляпа. 2,5 часа смотрятся на одном дыхании. Интересно наблюдать за развитием каждой сцены. Особенно запомнилось возвращение Котова домой — очень тонко, очень чётко и напряжённо. Нельзя не отметить прекрасный юмор, наполняющий всю картину. Никаких «провисов». Всё достаточно динамично. Паузы конечно есть, но они работают на атмосферу.

    Изобразительная сторона.

    Здесь всё опять-таки просто прекрасно. Если в «Предстоянии» (уж простите за постоянные отсылки ко второму фильму) самая масштабная и интересная сцена (зимняя битва) была откровенно просрана, то в «Цитадели» всё более чем хорошо. Тут, наконец, видна та многотысячная массовка, о которой так много говорили в новостях. Много грамотно снятых масштабных батальных сцен. Единственная претензия к неправдоподобным немецким самолётам, но, к счастью, они встречаются всего один раз и из них больше не свисает ничья задница.

    Актёрская игра.

    Роман Мадянов гениален в роли пьяного генерала Мележко. Я бы ему оскара дал, будь моя воля. Меньшиков очень органичен. Толстоганова тоже весьма убедительна, несмотря на то, что образ, созданный Ингеборгой Допкунайте в первой картине сложно забыть. Михалков не переигрывает. У меня слёзы навернулись на глазах, во время сцены с купанием Мити. Перед нами предстал не разжалованный, опустившийся генерал Котов, а опустошённый, ничтожный старик, у которого отняли душу. Нади Михалковой в этом фильме мало и это тоже пошло на пользу картине, ибо её игра — единственное, что вызывает разочарование.

    Итог.

    Самый интересный вывод, который можно сделать, посмотрев «Цитадель» — это то, что «Предстояние» вообще лишнее. Зачем был нужен второй фильм??? Всё и так понятно. Единственное, что можно было взять из него это побег Котова из лагеря и сцену с кремлёвскими курсантами. В итоге получился бы превосходных трёх часовой фильм, который являлся бы логическим продолжением самой первой картины.

    Мне жаль что эта картина провалилась в прокате т. к. она, в отличие от «Предстояния» этого не заслужила!

    Рекомендую к просмотру.

    9 из 10

    25 мая 2011 | 23:39

    Сюжет

    Митя (Олег Меньшиков)
    продолжает искать Котова (Никита Михалков) на просторах бескрайней войны, и находит его перед атакой штрафным батальоном Цитадели. В это же время его дочь Надя (Надежда Михалкова) ставшая немой после контузии, оставшейся за кадром обоих фильмов, трудится медсестрой.

    Итак

    За всей ненавистью киноманского сообщества к персоне Никиты Михалкова, совсем затерялись его фильмы. Любая рецензия или комментарий относительно дилогии УС сводится к обливанию помоями самого создателя. Написанная мной рецензия на Предстояние имеет рейтинг Да / Нет — 98 / 333. Это показатель, показатель предвзятости. Как только фильм появился в прокате, его рейтинг был 2,5; через недельку — 3,5. Я считаю, что сразу после выхода фильма в прокат, все Никитаненавистники ставили оценки от балды, и только потом начали голосовать люди картину посмотревшие. Примерно так же обстоят дела с фильмами Уве Бола, который хоть и раз в 10 фильмов, но всё таки выпускает стоящее кино, но это мало кого волнует.

    Прошлую часть я посмотрел в кинотеатре, причём первую часть посмотрел всего за пару дней до этого и она мне ни понравилась, но в просмотре второй за 200 рублей, сомнений у меня не было. И ни разу не пожалел. В этом же году, в кинотеатре мне сказали, что третий фильм они не закупили, т. к. второй провалился в прокате. Я расстроился, но неожиданно УС3 всё таки завезли. И хотя его уже наверняка можно скачать в интернете, всё же я предпочёл пойти в кино.

    Знаю, что за следующие фразы, меня предадут линчеванию, но всё же… Аватар после просмотра получил от меня 10 баллов, но когда все впечатления утряслись и я понял что в фильме помимо шикарной визуальной составляющей много минусов, эта оценка упала до 7,5; единственное из-за чего я её не могу поменять в своём профиле, я взял за правило ни менять оценки на фильмы, на которые написал рецензии. Оценку в 10 баллов на УС2 менять я не собирался ни когда.

    По правде говоря, третий фильм эпопеи понравился мне меньше. Цитадель стала ближе к первому фильму. После битвы в начале фильма, Котов возвращается на дачу из первой части со всеми персонажами фильма 1994 года и там будет сцена продолжительность более получаса, которая возможно понравится поклонникам первого фильма, но мне она не понравилась по той же причине, почему не понравился первый фильм(извините за каламбур). Нам уже никогда не узнать, каким бы был фильм, если бы Предстояние не провалилось и не было бы обласкано общественностью. Финальная часть трилогии, ни то что стала менее кровавой, по сравнению с прошлым фильмом жестокости, кровищи и оторванных конечностей не стало вообще. Единственная сцена, которая снята довольно таки жестоко и отвратительно, это сцена родов Анны Михалковой под бомбёжкой. Поубавился мат. Нет, Котов всё так же сыплет не хорошим словом на букву Б, но подобно словам на букву Пи которое по слогам выговорил герой Валерия Золотухина нет и в помине. Но подобные претензии мне не понятны. Это всё равно что сделать молодёжную комедию без сисек, или мелодраму без счастливого финала. Товарищи, УС фильм о войне, и по моему, без оторванных рук-ног, вывалившихся кишок, и слов «Б**ть» тут никак.

    Многие ругают фильм за отсутствие реалистичности, но при этом ими превозносятся Бесславные ублюдки. Фильм Тарантино мне тоже очень понравился, но когда Элай Рот выпустил два автоматных рожка в Гитлера, я не воспринял это всерьёз. Почему-то все приняли это за пародию, но в случае с УС, ни кто делать скидок создателям не собирался. То выяснилось, что в 1941 штрафных батальонов не было, то ещё что-то. Когда мы смотрим фильмы вроде Железного человека или Халка, то не удивляемся, а только визжим от счастья, когда один мужик летает в костюме из металла, а другой превращается в зелёное чудище, но стоит только нашим кинематографистам снять кино о студенте, который заделавшись супергероем летает на чёрной Волге, как мы тут же выдаём ему вердикт: «Бред».

    Итог

    При просмотре прошлой части, в зале было 5 человек, досмотрел я один. В этот раз зрителей было человек 15, досмотрели все. Возле меня сидели две пары, лет под 45, те что сидели ближе ко мне в начале идиотски хихикали и отпускали всякие комментарии словно подростки, но только начался монолог Михалкова на берегу реки, в зале наступила гробовая тишина. И мои соседи и все остальные, зашептались ещё совсем не скоро. Сильная сцена. А три девчонки по выходу из сеанса говорили о том, как чуть не расплакались в конце.

    Михалков раздел Викторию Толстоганову и обе дочери, младшую во втором(и первом) фильме, старшую в Цитадели, неожиданный поступок от отца.

    Повторюсь, Цитадель уступает Предстоянию, почти по всем параметрам. Всё то, из-за чего понравился второй фильм, здесь уменьшено в разы. Второй фильм был посвящён русскому человеку на войне, его духу, непоколебимости, отваге и безысходности. Третий фильм целиком посвящён семье, об этом же было и в Предстоянии, но ни так явно. Там было великое множество персонажей и роль Михалкова была далеко ни главной, тут все отошли на второй план.

    Так же что не понравилось, это рваный монтаж. Сцены сменяли друг друга, а между ними выясняется прошло много времени, только выяснять это приходится самому, и ни сразу понятно, то ли повествование продолжается, то ли это флешбек. Лично я это выяснял по синякам и ссадинам Михалкова.

    Но присутствует то, из-за чего понравился прошлый фильм, не обычные, до абсурда безумные ситуации, колоритные персонажи, по большому счёту обычные люди. Это уже упоминавшиеся роды при бомбёжке; и бабуля приютившая спятившего фашиста и защищающая от русских солдат, только потому, что ей поговорить не с кем; и оригинальная сцена уничтожения Цитадели, изобретательности которой позавидовали бы создатели Пункта назначения. Как сказал герой Натана Лэйна в Мышиной охоте: «Даже маленький таракан может тебя уничтожить». В Цитадели, так же как и в Предстоянии, бабочки будут летать просто так, но комар спасёт жизнь, а паучок повернёт ход войны.

    Фильм по сравнению с предшественником заслуживает оценку балла на 2, а то и на 3 ниже, но он точно не заслуживает тех помоев, которыми его поливают, поэтому

    10 из 10

    P.S. Эту рецензию наверняка администрация не опубликует, уж слишком она получилась сумбурной, с отрывистыми мыслями, со ссылками на фильмы не имеющими с обсуждаемой темой ничего общего, и не цензурным словом, но в ней я изложил все мысли по теме, которые зарождались в течении года после выхода Предстояния, по этому не обессудьте если что-то ни так.

    25 мая 2011 | 01:26

    Не оскорбление памяти ветеранов, но метафора русского ада

    Продолжение


    (начало в рецензии на «Предстояние»)

    … Можно долго говорить о недостатках Никиты Михалкова как человека и о различных недостойных причинах, побудивших его снять продолжение истории пятнадцатилетней давности; но, во-первых, ранее уже было отмечено, насколько Михалков не умеет правильно подать самого себя, а во-вторых, в «Цитадели» настолько минимизировано эго ее создателя, насколько это вообще возможно в его случае.

    Финалу трилогии удивительным образом удается заставить зрителя воспринимать Котова как героя отдельно от Михалкова как актера — возможно, именно в силу того, что сюжету в ней уделяется больше времени. Это логично: когда герой существует вне развития фильма, как то было в «Предстоянии», он — не герой. Но если персонаж является органичной частью повествования, со своими сюжетными функциями и своим развитием, то проблема идентификации Михалкова-Котова если и не исчезает, то очень умело маскируется. Не Михалков, но Котов бежит от ужаса, когда к нему в окоп спускается посланник Дьявола-Сталина Митя, чтобы забрать с собой. Не Михалков, но Котов оказывается в конечном счете на аудиенции у повелителя загробного мира. Не Михалков, но Котов мучительно ищет пути из войны ада, ниточки к новой жизни.

    Вот только «Цитадель» эту новую жизнь разоблачает буквально с первых кадров — рождения комара. Скользкая, прозрачная, мерзкая тварь, которая, едва раскрыв крылья, поднимается над болотом и залетает в окоп с грешниками, чтобы найти себе жертву, присосаться к ней. Жизнь появляется и в следующей сцене, которая с самого начала фильма дает мощный образ рождения новой России: серый плод, рожденный безымянной матерью, изнасилованной чужаком-немцем; ребенка принимают окровавленные грязные солдаты под свист пуль и грохот взрывов и нарекают его в честь Дьявола Иосифом Виссарионовичем. Рождение радостно отмечают песнями под гармонь и мочеиспусканием за борт грузовичка. А за бортом трупы, трупы, трупы…

    Пути к жизни из ада и далее уходят в тупики. Пытаясь спастись с помощью Маруси, Котов через пограничную линию между реальностями — кладбище и реку — возвращается на дачу из первых «Утомленных солнцем». Возвращается, чтобы увидеть не людей, но призраков былых друзей и родственников, которые на следующий день уезжают в никуда и хоть куда-нибудь на поезде, оставив дома пьяную старушку. В отчаянии Котов пытается найти жизнь среди толпы, навести физические мосты к искалеченной жизни вокруг, но тщетно: камера наблюдает за бывшим комдивом через стекло черного воронка, где его дожидается Митя, планшет от Дьявола и генеральская униформа.

    В этот момент проявляется неожиданная честность Михалкова по отношению к своему персонажу, который, хотя и воспринимается отдельно от него, но все же несет в себе его черты — стало быть, Михалков в определенной степени демонстрирует честность и по отношению к самому себе. Дьявол-Сталин избрал его своим слугой, причем избрал с самого начала («Мы тебя посадили, чтобы в нужный момент выпустить») и не просто так, а за былые грехи: на гражданской войне Котов зарубил шашкой священника, укрывавшего белых, затем руководил расстрелами и травил газом тамбовских крестьян. Теперь же Котов должен стать исполнителем иной его жуткой воли — повести в атаку пятнадцать тысяч душ и положить их всех под бесовской Цитаделью в знак того, что «у нас теперь только одна дорога, дорога к победе». В знак безропотного подчинения верховной власти Дьявола. И Котов безропотно подчиняется, становясь невольным, вернее даже, безвольным инструментом абсолютного зла — не самый лестный образ для человека, который всегда играл царей, баринов и премудрых присяжных.

    И все же — возможно, в силу старых привычек — Михалкову сложно быть честным до конца. Котов проявляет готовность взять на себя грех, первым вставая из окопа и с дубиной в руках направляясь в сторону крепости, таким образом поднимая за собой всех сомневающихся бойцов, но Михалков-сценарист так и не позволяет ему, собственно, согрешить. Планы Дьявола буквально подрываются из-за серии случайностей и при непосредственном участии солнца — абсолютная чушь с точки зрения логики сюжетосложения, но совершенно оправданный эпизод в глобальном символическом подтексте «Утомленных солнцем». Ведь там, где есть Дьявол, должен быть и бог, а солнце — классический божественный образ, к тому же значительно менее грубый, чем настойчиво лезшая в глаза православная атрибутика «Предстояния».

    Именно к солнцу в поисках спасения обращает глаза Котов в последних кадрах основного сюжета «Цитадели», завершающегося сильнейшей по эмоциональному воздействию сценой встречи отца и дочери на минном поле. Разумеется, она во многом состоит из известных мелодраматических клише, но они полностью теряют свой мелодраматизм, когда Котов одними лишь словами болезненно долго возвращает свою Наденьку в безопасность шаг за шагом, а для уверенности приказывает ей петь их общее танго «Утомленное солнце». Известная мелодия вдруг становится не просто лейтмотивом фильма, но гимном солнцу-богу, свету, положительной энергии — спасению из ада, как бы оно ни называлось.

    И спасение, как кажется, приходит в эпилоге. Жизнь спасена, речь возвращена, смерть принята и побеждена. И радостно звучит танго, пока танки уходят вдаль, к возможной победе.

    И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят…

    Танго больше не звучит — его сменил обреченно-грозный марш Эдуарда Артемьева. Солнце скрылось за тучами, и больше оттуда не выйдет. Война продолжается, ад бесконечен, и выхода из него нет.

    Эпилог картины без пяти минут гениален и вдруг показывает Михалкова во всей его прежней режиссерской мощи, которой неспособны повредить ни упреки критиков, ни пустые зрительные залы, ни финансовый крах, ни даже глупое поведение самого Михалкова, который на эту блестящую сцену дает титры, не желая утомлять зрителя излишне интеллектуальным и «артхаусным» кадром. Но именно этим он многое и портит!

    «УС2», являясь по своей концепции фильмом авторским и, безусловно, интеллектуальным, смонтирован как мейнстримный боевик про войну, потому что именно так Михалков его намерен продавать. Он все показывает, причем в крупных планах. Он подключает Артемьева в сценах, не требующих музыки. Он не избавляется от убогих компьютерных самолетов. Зачем? Затем, что в его понимании словосочетания «интеллектуальное кино» и «маленькие сборы» тождественны, а снимать фильм за сорок миллионов долларов в расчете на маленькие сборы ему не позволило бы самолюбие. Пусть даже в конечном итоге получилось только хуже.

    И все же, при всей своей неоднозначности, при всех дурновкусных режиссерских решениях, фильм говорит многое и о самом Михалкове, и о России, и о русских людях. Не ветеранах войн конкретного прошлого, но вечных соседях, друзьях, начальниках и товарищах. Именно это надо помнить и ценить.

    5 июня 2011 | 12:47

    Проникаясь звучанием «утомленной солнцем, которая нежно с морем прощалась», зритель невольно соглашается с репликой товарища Сталина: «Как прекрасно, когда музыка».

    «Цитадель» — напоминание не только о Великой Отечественной, но и о международном признании картины-оригинала в 95-ом, сделанное без учета нерентабельности прошлогоднего «Предстояния». Словно режиссеру сам товарищ Сталин приказал: «Ни шагу назад!»

    Перед празднованием Дня Победы зрители листают третий «том» культличностных мемуаров Сергея Петровича Котова. Все-таки в 2011-ом расстояние между комдивом и народом сократилось, и в кадре Никита Сергеевич уже не так элитарно ругается матом и почти не одевается в кипельно-белое.

    В должной мере оценить картины Михалкова и не получить при этом «солнечный удар», можно только путем абстрагирования от личности режиссера и всех субъективностей, привязанных к ней эмоционально неустойчивым мнением общественности. Михалковские солдаты сражаются ничем не хуже ремарковских, поэтому если на майских выходных вы решили купить билет и пойти вслед за Котовым «с палками на цитадель», вы сделали неплохой выбор.

    7 мая 2011 | 17:16

    Смотрела данный фильм, чтобы, так сказать, завершить начатое. Предыдущие части уже просмотрены. И если первая оставила бурю положительных эмоций и восхищения, то «Предстояние», наоборот, сразило наповал отсутствием чего-либо более или менее приличного.

    Можно сделать следующий вывод из увиденного: «Цитадель» — это завершение того кошмара, который мы могли видеть год назад в предыдущей части. Причем кошмар достаточно нелогичный: сюжет состоит из совершенно непонятных, незавершенных и абсолютно несвязанных частей. Причем не связанных как между собой, так и хотя бы с предыдущей частью, которые снимались вместе.

    Котов продолжает восхищать нас своими сверхъестественными способностями, проявляя небывалую везучесть и ловкость. Видимо, его дочери передалась часть этой суперсилы по наследству, и ей тоже все нипочем, что бы там не произошло. Как и в предыдущей части, наш народ представлен не с самой лучшей стороны. Только и ясно, что воевать никто не хочет, а среди военного руководства большинство пьют по-черному. Немцы же на этом фоне просто милейшие люди, которые даже не стреляют в наступающих на них людей. Как и в «Предстоянии», на ум так и приходит вопрос: а как мы вообще выиграли? Однако вспомнив всех этих мистических комаров, пауков да бабочек, которые сделали куда больше, становится все понятно.

    Насчет актерской игры даже не знаю, что и подумать. У меня просто нет подходящих слов. Столько великолепных актеров, причем разных поколений, которые умеют играть и не раз заставляли зрителя поверить ему, здесь выглядели совершенно ужасно. И беспомощно. Единственное, на мой взгляд, исключение — это Инна Чурикова. Актриса от Бога, которая за несколько минут смогла совершить чудо и была просто прекрасна в своей роли. Но это не спасло фильм. А жаль.

    В общем, в этой картине я не увидела ничего выдающегося и достойного внимания. Этот фильм абсолютно бессмысленный и бесполезный, смотреть его — пустая трата времени. Я не вижу в нем фильма о войне, по крайней мере, просто потому, что здесь нет никакого уважения к тем, кто ее действительно выиграл.

    2 из 10

    19 июня 2011 | 21:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 145 руб.
    DVD, 490 руб.
    Blu-Ray, 525 руб.
    подробнее

    Новости


    Во всем мире национальные киноакадемии определяются с тем, какую картину отправить в гонку за «Оскаром» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». КиноПоиск рассказывает, что нужно будет сделать российскому «Сталинграду», чтобы попасть в число претендентов, и изучает кандидатов из других стран. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Внимательный зритель заметит в титрах фильма „Август. Восьмого“ непривычные для отечественного кино имена: Майкл Лернер, Роберт Бимер и Дэннис Вирклер никогда еще не работали над российскими лентами. Мы поговорили с американскими специалистами о том, почему они приняли участие в создании картины и какова их оценка финального продукта... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Откуда-то издалека начинает приближаться страшный гул, от которого дрожит земля. Ваня и Котов поворачивают головы в сторону нарастающего гула. В солнечном мареве появляются какие-то четырехугольники, парящие в небе (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Уик-энд 13-15 декабря в европейском прокате. «Пустошь Смауга» покорила почти всю Европу. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1123 000 000
    2.Город героевBig Hero 620 086 000
    3.ИнтерстелларInterstellar15 100 000
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To13 820 000
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 815 000
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ИнтерстелларInterstellar275 234 928
    2.Уиджи: Доска ДьяволаOuija76 297 597
    3.Город героевBig Hero 660 307 547
    4.День дурака49 517 201
    5.С любовью, РозиLove, Rosie20 889 561
    13.11 — 16.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 192 299776 065
    Деньги573 686 868 руб.169 269 999
    Цена билета261,68 руб.11,39
    13.11 — 16.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    75.ИзгойCast Away8.346
    76.Москва слезам не верит8.345
    77.Судьба человека8.336
    78.Однажды в АмерикеOnce Upon a Time in America8.332
    79.Шестое чувствоThe Sixth Sense8.331
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.73%
    52.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted90.73%
    53.Трансформеры 5Transformers 590.60%
    54.ИнтервьюThe Interview90.57%
    55.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road90.30%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Не повезло1
    СхваткаThe Grey196
    Хоть раз в жизниBegin again68
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 168
    ЯростьFury80
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ИнтерстелларInterstellar8.966
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.776
    День дурака4.805
    Город героевBig Hero 68.320
    С любовью, РозиLove, Rosie7.652
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    премьеры