всё о любом фильме:

Броненосец «Потемкин»

год
страна
слоган«Revolution is the only lawful, equal, effectual war. It was in Russia that this war was declared and begun»
режиссерСергей Эйзенштейн
сценарийНина Агаджанова, Сергей Эйзенштейн, Сергей Третьяков, ...
директор фильма-
операторЭдуард Тиссэ, Владимир Попов
композиторЭрик Элламен, Яти Дюран, Владимир Хейфиц, ...
художникВасилий Рахальс
монтажГригорий Александров, Сергей Эйзенштейн
жанр военный, история, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время75 мин. / 01:15
Сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
44 + 0 = 44
9.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В рейтинге десяти самых значительных фильмов мирового кино, который публикуется британским журналом Sight & Sound каждые десять лет (начиная с 1952 года) и основывается на мнении более чем ста киноведов и режиссёров из разных стран мира, «Броненосец «Потёмкин» присутствовал каждый раз, занимая места с четвёртого по седьмое. Кроме него, всегда попадала в этот список только одна картина — «Правила игры» Жана Ренуара. Он также занял третье место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
    • Впервые фильм был озвучен в 1930 году, потом восстановлен и переозвучен в 1950-м (композитор Николай Крюков) и, наконец, в 1965 музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович.
    • Красный революционный флаг раскрашивался на плёнке вручную.
    • По словам самого Эйзенштейна, идея снять знаменитую Одесскую лестницу пришла к нему, когда он сидел на этой самой лестнице, ел вишни, а косточки скакали по ступенькам.
    • Картина получила высокую оценку министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. На встрече с кинематографистами 28 марта 1933 года он сказал: «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не твёрд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это ещё раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В 1925 году, после продажи негатива фильма в Германию и его перемонтажа режиссёром Пилем Ютци, «Броненосец «Потёмкин» вышел в мировой прокат в отличающейся от авторского замысла версии: расстрел матросов был перенесен из начала в конец фильма. В дальнейшем он подвергся цензуре и в СССР: были удалены некоторые кадры и промежуточные титры, слова Льва Троцкого в прологе были заменены цитатой из Владимира Ленина. В 2005 году под общим руководством Фонда Deutsche Kinemathek, Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства, авторская версия фильма была восстановлена.
    • Фильм многократно становился объектом цитирования и кинопародий, причём в большинстве случаев внимания удостаивалась легендарная сцена расстрела на Потёмкинской лестнице (в фильмах «Возвращение «Броненосца», «Гудбай, Ленин», «Голый пистолет 33 1/3», «Бразилия» и мультсериале «Симпсоны»).
    • еще 4 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • На одном из кораблей эскадры Черноморского флота видна трёхорудийная башня главного калибра. В 1905 году русских линкоров с трёхорудийными башнями ещё не было в проекте, а на броненосцах стояли двухорудийные башни главного калибра.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 24 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    « Революция — есть война. Это единственная законная, правомерная, справедливая, действительно великая война из всех воин, которые знает человечество. В России эта война объявлена и начата.» (В. Ленин)

    После Гражданской Войны, когда на обширной территории бывшей Российской Империи к власти пришли большевики, вождь мирового пролетариата заметил, что до тех пор, пока простой народ остаётся безграмотным, важнейшими из искусств в стране являются кинематограф и цирк. Опираясь на это, многие постановщики по приказу с выше, восприняли это как руководство к действию. Появлялись фильмы откровенно пропагандистской направленности. Ценности для истории и киноискусства они из себя не представляли, а потому за очень редким исключением канули в лету. Появлялись новые картины, появлялись новые звёзды экрана и новые имена постановщиков. На смену старикам профессии, расписавшимся в собственной несостоятельности снимать кино для новой власти, в режиссуру пришли молодые новички. Некоторым из них суждено было изменить отечественный, и повлиять на мировой кинематограф. Одним из них был начинающий кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн, до того прогремевший своим дебютом — «Стачкой». Поскольку первый фильм молодого постановщика имел успех и пришёлся по душе власти, именно ему — на тот момент 29-ти летнему парню, доверили снимать большую, революционно — пропагандистскую картину, приуроченную к двадцатилетнему юбилею первой русской революции. Естественно это было весьма лестное предложение для молодого кинематографиста, и от него невозможно было отказаться. Приняв вызов сопротивлявшегося материала, Эйзенштейн с головой погрузился в процесс создания картины. Располагая достаточно пространным сценарием, написанным Ниной Агаджановой и Сергеем Третьяковым, Эйзенштейн понимал, что перед ним стоит практически невыполнимая задача. Сценарий условно названный «1905 Год», и включал в себя съёмки на натуре в разных городах страны: в Москве, Ленинграде, Краснодаре, Севастополе, Тифлисе, Баку, Батуми, Златоусте и др. К тому же, лето шло на убыль и погода постепенно портилась. Решено было начать съёмки в Одессе — там ещё было солнечно и тепло. Но пока шла подготовка к съёмкам, Эйзенштейн окончательно осознал, что им не успеть снять картину. Это же грандиозные, потрясшие в своё время страну события: война с Японией, резня армян, кровавые события в Петербурге и уличные бои в Москве… И тут, будущий классик мирового кино принял судьбоносное решение: а именно — снимать совсем другую картину. Он придирчиво просмотрел сценарный материал, и решил остановиться на одном из его пунктов — бунту на броненосце «Князь Таврический». Ему было отведено в первоначальном сценарии каких то пару страниц. Решено было укрупнить этот отрезок текста, на основе его написав новый сценарий, теперь уже полностью посвящённый мятежному линкору. Его разрабатывали уже непосредственно сам Сергей Михайлович и молодой Григорий Александров — будущий постановщик классических советских кинокомедий. Ими был написан сюжет который должен был излагаться подобно документальному повествованию, но восприниматься как драматургическое произведение («действует как драма, а построен как хроника»). Сценарий новой ленты состоял из 5 частей, был посвящён мятежу матросов на военном корабле а также революционным беспорядкам тех дней в Одессе. По замыслу Эйзенштейна — это было обобщение всех идей старого текста, метафора пролетарской революции и фильм новой формации. В нём помимо чисто технических, постановочно — операторских новшеств, монтажных экспериментов и игрой со свето-тенями, были и драматургические ноу-хау. Например, в фильме не было центрального героя — а лишь одни персонажи, которые сами по себе нечего не представляли, но объединившись могли свершать славные подвиги — чуть ли не менять ход истории!

    Поэтому не смотря на имена профессиональных артистов указанных в титрах картины, сыгранные ими герои выделяются немногим более прочих персонажей, роли которых исполнили простые люди из массовки — статисты. Всё в фильме подчинено только одной цели: демонстрации «аттракциона монтажа», и самой идеи, как сейчас сказали бы — «мессиджу» картины. Который заключается в том, что большевистская, Октябрьская Революция — правомочна и справедлива, а сегодняшний мир и жизнь во имя строительства коммунизма — прямая заслуга и обязанность русского пролетариата… Практически все придуманные для фильма «трюки» Эйзенштейн блистательно воплотил в жизнь, благодаря чему фильм состоялся в том качестве, в котором прогремел на весь мир, едва только появился на киноэкранах. Тут можно припомнить и первоклассную работу великого оператора картины — Эдуарда Тиссе, с которым Сергей Михайлович снимет практически все свои картины, который здесь запечатлел на плёнку легендарные эпизоды: эпизод поднятия красного флага на корабле, разгон мирных одесситов на лестнице, проход мятежного броненосца сквозь ряды царской эскадры под радостные крики ликующих матросов. А каковы мизансцены и комбинации кадров?! Чего только стоит сцена, в которой параллельно показывают как накаляется обстановка на корабле — крепнет и постепенно нагнетается злоба обиженных матросов, а на кухне начинает кипеть борщ! Или эпизод расстрела театра Одессы, в котором тогда заседал трибунал рассматривающий дела арестованных сочувствующих мятежным матросам — резкий монтаж трёх статуй львов -лежачего, сидячего и стоячего — при показе кажется, будто это один и тот же каменный лев, вскочивший от негодования! Достоин внимания и эпизод с раскрашенным в ручную красным флагом. На чёрно — белой плёнке красный цвет выглядел белым и развивающийся флаг сливался с небом, поэтому режиссёру пришла в голову идея покрасить флаг от руки. Ярко — красный флаг в чёрно — белом, немом фильме запомнится всем однозначно! А сколько мелких, на первый взгляд незначительных, но на самом деле очень важных деталей? Такие как: пенсне судового врача, что уверяет матросов в том, что червивое мясо пригодно к употреблению; крест попа, «благословляющего» матросов на казнь и многое другое…

    Выйдя на экран, фильм Сергея Эйзенштейна стал переломной вехой в истории мировой кинематографии, а так же заявил о богатом языке советского киноискусства. С триумфом прошедший по экранам всего мира, единодушно признанный безоговорочным шедевром, «Броненосец Потёмкин» и сегодня, спустя 90 лет после своего создания продолжает возглавлять самые авторитетные списки лучших произведений мирового кинематографа. Множество раз цитируемый, упомянутый и спародированный в масскульте, этот фильм до сих пор волнует умы всех любителей синематографа планеты. Несколько раз реставрированный, демонстрируемый с самым разным музыкальным сопровождением, а иногда и с «купюрами» — фильм Эйзенштейна это настоящая вечно живая легенда кино. Безупречность, авторитетность и качество картины признавали все её зрители, даже противники коммунистической идеологии. Так фильмом — агиткой восхищался министр пропаганды Третьего Рейха Геббельс, который советовал своим кинематографистам учится у советского режиссёра приёмам воздействия на сознание зрителя. Сегодня нет надобности в подобных агитационных лентах, нет и прежних режимов требовавших восхваления. Однако фильм смог пережить их все и войти в историю, сам став её неотъемлемой частью.

    7 сентября 2015 | 07:33

    С некоторым трепетом и опаской начали смотреть фильм, который кусками в детстве да, а вот целиком в зрелом)) возрасте ни разу. Ну невероятное кино, кроме шуток.

    Оно не смотрится смешно-устарело. Оно выглядит, сложно подобрать слова, скорее как стилизация под древнее. Настолько естественна игра актеров, настолько мастерски работает оператор.

    Фантастически хорош звук. Майзель и Шостакович — наиболее известные варианты, теперь хочу обязательно посмотреть с Шостаковичем. Но Майзель, и в целом, и особенно на потемкинской лестнице — это как флойдовская Стена для человека со слегка измененным препаратами сознанием. Ужас от сцены охватывает животный, мурашки прилагаются. Крупные. И финал, с проходом сквозь эскадру, убойный. И красный флаг — первые цветные кадры в мире, если не ошибаюсь.

    Про лубочность и агитационную направленность говорить не хочу. Не важно, из-за чего был бунт, черви ли или идея свободы-равенства-братства. Кино Эйзенштейн снял вневременное и внеидеологическое. В 29 лет снял, к слову.

    10 из 10

    18 мая 2010 | 13:53

    Чего же нам ждать?
    Россия вся поднялась!
    Нам ли быть последними?


    Ну я не большой любитель советских фильмов в целом, но «Броненосца Потемкина» решил наконец-то посмотреть полностью, я очень много слышал про эту ленту знаменитого российского режиссера Сергея Эйзенштейна, и видел огромное количество отрывков и различных фрагментов, но фильм полностью я решился посмотреть только недавно и могу сказать что в целом «Броненосец» мне понравился, не то чтобы уж очень, но воспоминания и эмоции после просмотра в основном положительные. Конечно трудно было смотреть сам фильм, все-таки черное белое немое кино с очень жестокими сценами и крайне сложной темой революции смотреть не так то и просто, ведь лично мне даже показалось что кино шло два часа, вместо часа с копейками которое фильм идет в оригинале, эта относительно небольшая продолжительность совершенно не ощущается. Лента по содержанию очень тяжелая, все-таки согласитесь, что смотреть на то, как расстреливают безобидный народ и то как затаптываются дети не самое приятное зрелище, да и вообще тема революции начала двадцатого века как-то не очень приятна, ну лично мне, хоть я и очень люблю историю и все что с ней связано, но вот именно эти времена, начиная с 1905 и заканчивая 1991 мне как-то не очень интересны, точнее не очень приятны, ведь в период этого времени на различных воинах погибло столько народу, что мне даже думать то страшно, не то что писать, конечно в былые времена люди тоже гибли в огромном количестве, но тогда они отдавали свои жизни не так бессмысленно, хотя на эту тему можно очень долго и нудно дискутировать, да и не об этом сейчас, а о фильме, про сюжет которого я сейчас наверное и поведаю.

    Сюжет рассказывает про то, как в 1905-ом году на Броненосце Потемкине, который стоял пришвартованный у Одессы, начался бунт из-за того, что матросов начали кормить червивым мясом, которое как утверждает капитан судна нормальное, да и червяки совсем не червяки, а обычные мертвые личинки мух, которых можно убрать, промыв мясо рассолом. После повторения подобных случаев группа матросов во главе с матросом Вакуленчуком начинает мятеж, но практически мгновенно бунтари оказываются схваченными и приговоренными генералом к расстрелу, только вот на помощь к своим братьям приходят остальные матросы, которые спасают их от неминуемой гибели, правда при схватке Вакуленчук гибнет от пули одного из офицеров. Тело погибшего матроса доставляется в Одессу, где в последний путь проводить вдохновителя восстания приходит огромное количество человек. После оплакивания русский народ решился что пора им уже восстать против власти, правда практически сразу после этого на знаменитой Одесской площади собравшуюся толпу жестоко разгоняют прибывшие войска, которые просто бессмысленно расстреливают всех подряд, будь то женщина или же беззащитный ребенок…

    Короче говоря и так наверное уже слишком много рассказал про сценарий, так что на этом пожалуй закончу, так как фильм все-таки идет чуть больше часа, а я уже выдал практически весь сюжет, ну я думаю что про этот случай знают многие, все-таки российская история как-никак, такое надо знать, но все равно, про сюжет наверное все, а за сам сценарий я поставлю твердую пятерку, здесь никаких вопросов нету, хотя кое-какие недочеты все же имеются, но для картины такого года они простительны. Отдельного слова требует постановка, про которую в основном все и говорят, ведь Сергей Эйзенштейн стал одним из первопроходцев-новаторов кинематографа, ведь именно его стиль сейчас копируют многие режиссеры и постановщики, ну а в целом постановка была на высочайшем уровне, конечно в особенности запомнился раскрашенный советский флаг в цвете, это смотрелось очень ярко, красиво, да и попросту интересным, так что за постановку я ставлю пятерку и тут даже не обсуждается. В принципе неплохо отыграли и актеры, хотя никто из них мне особо не запомнился, ну да ладно, зато кино хорошим получилось.

    Итог: хороший, хоть и очень старый фильм, который может похвастаться новаторскими для тогдашнего времени манерами съемками и различными техническими приемами. Кино не для всех, но мне понравилось, так что моя оценка «Броненосцу Потемкину», классике не только советского кинематографа, но и мирового, довольно высокая, хоть и не максимальная, а именно:

    8 из 10

    14 марта 2011 | 16:45

    Кинофильм «Броненосец «Потёмкин»" нельзя рассматривать отдельно от событий, которые легли в основу данной ленты. Понять и оценить фильм можно единственно в том случае, если вы знаете или наслышаны о происшествиях, имевших место в Российской Империи в 1905 году.

    Земельный голод, многочисленные нарушения прав рабочих, неудовлетворённость существующим уровнем гражданских свобод — неполный список причин, в связи с которыми в стране преобладали революционные настроения. Поводом для восстания граждан послужил разгон демонстрации, в ходе которой против безоружных рабочих было применено огнестрельное оружие. Это происшествие в дальнейшем получило наименование «Кровавое воскресенье». Борьба за свободу и равноправие — именно на этом зиждется основная идея фильма.

    Кинолента «Броненосец «Потёмкин»", режиссёром которой является Сергей Эйзенштейн, получил множество хвалебных отзывов и престижных наград в среде киноакадемиков и критиков. По опросу среди критиков мира на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году фильм назван первым, а Эйзенштейн — вторым среди лучших режиссеров. По итогам референдума критиков в журнале «Сайт энд Саунд» назван третьим в 1972 году в десятке лучших лент, по опросу киноведов мира в 1978 году назван первым среди ста лучших фильмов. Большая часть экранного времени отведена событиям, происходящим непосредственно на броненосце. В рядах матросов возникает недовольство, которое впоследствии перерастает в мятеж под предводительством унтер-офицера Григория Вакуленчука. Завязкой конфликта на броненосце является нежелание матросов есть борщ с червивым мясом.

    Одну из важнейших ролей в данной ленте играет музыкальное сопровождение. Эрик Элламен и Владимир Хейфиц создали великолепную музыку, которая на протяжении всего кинофильма поддерживает в нас патриотический настрой и заставляет «погрузиться» в атмосферу фильма. Во многом благодаря музыке мы сопереживаем героям и многим пострадавшим, что отдали свои жизни во имя преследуемой ими цели. Также бросается в глаза огромное количество монтажных кусков. Поскольку «Броненосец «Потёмкин»" являет собой немое кино, то Эйзенштейну необходимо было приложить массу усилий, чтобы без слов передать зрителю ту палитру эмоций и переживаний, которая овладевает персонажами фильма. Можно лишь добавить, что ему это вполне удалось.

    Как итог, мы имеем великолепный фильм, один из лучших в своём жанре, пронизанный атмосферой патриотизма и верой в лучшую жизнь, без произвола начальства и без стеснения свобод людей. Народ восстал против деспотизма и выиграл в этой схватке, а Эйзенштейн данной кинолентой показал всем свою режиссёрскую гениальность и способность передать всё самое важное без слов.

    9 из 10

    18 октября 2011 | 22:05

    Гениальное кинополотно гениального советского режиссера театра и кино, художника, сценариста Сергея Эйзенштейна (1898-1948). Потрясает своим замыслом и техникой операторская работа Э. Тиссэ. А музыка Дмитрия Шостаковича делает фильм неизменным и вечным шедевром кино. Реалистичные, слегка колеблющиеся кадры (что свойственно старым кинолентам) каждый по себе является новым по тем временам словом фотографии. Надо отметить, что композиционные решения оператором приняты мастерски. Такой красивой и эмоционально насыщенной картинки я не встречал ни в одном другом фильме.

    Чего стоят кадры, на которых изображено сгнившее, червивое мясо, отпущенное командным составом броненосца на суп для матросов! А сжимающиеся в кулаки ладони рабочих, брошенные ввысь шапки, стая белопарусных яликов, двинувшихся к броненосцу! А поросята и утки, привезенные одесситами на борт корабля! Страх и паника убегающих вниз по ступенькам от пуль солдат царской армии горожан, окровавленный мальчик, сорвавшаяся вниз коляска с младенцем, безногий юноша, спешащий за толпой — эти мазки картины Эйзенштейна навсегда врезаются в память.

    В 1926 году в Голливуде «Броненосец Потемкин» был признан лучшим фильмом года, а в Париже получил Гран-при столичного фестиваля кино. В 1958 году вошел в десятку лучших фильмов всех времен и народов.
    Шедевр не только отечественного, но и мирового кино.

    18 августа 2007 | 21:33

    Гениальность — это непривычный взгляд на вещи. Гениальность Эйзенштейна — четкая фиксация зрителя на созданном образе, суть его сверхраскрытие и выход за привычные пределы, живущие в сознании рядового человека. В каждой своей работе Эйзенштейн являет событие с силой нестандартного, высокохудожественного подхода и к действию, и к его экранному воплощению.

    Вообще, понимаешь, насколько сильно повезло советской власти с тем, что ее певцом был именно он. Странный синтез художника, чьей природой является природа свободы и глашатая революции, который должен находиться в определяемых для него идейных рамках. Большая удача заключалась в том, что эти линии совпали и работали одна на другую, увеличивая могущество таланта Эйзенштейна, хотя, казалось, куда уже…

    «Броненосец» — яркое подтверждение вышесказанного. Это заказной продукт, определенный к 20-летию революции 1905 года. И конечно, Эйзенштейн не мог подойти к работе сухо и формально. То, что получилось, покорило многие миллионы всего мира. Сам фильм вошел во все истории кинематографа, стал хрестоматийным; а его отдельные эпизоды — наглядный пример вершин режиссерского, драматургического и операторского мирового искусства. Он был признан лучшим фильмом всех времен и народов многими опросами и критиками.

    Картина была отснята в рекордные сроки. Четко составленный план картины самим Эйзенштейном укладывался в каноническую форму классической драматургии со всеми ее атрибутами: завязкой, перипетией, кульминацией и развязкой. Именно следование этой формуле позволило фильму выдержать стройность композиции, единства и упорядочения действия; чего, скажем, в той же «Стачке» не наблюдается. Ничего отвлекающего от главного события. Вместе с тем, есть и похожесть со «Стачкой»: отсутствие центрального образа единоличного героя, в роли которого выступает народная масса.

    Схожесть со «Стачкой» обнаруживается и в ритмике, выраженной многими средствами. Это и ритмика монтажная, это и ритмика световая, это — ритмика действия. Отличным примером тому может служить «одесская лестница», сплошь состоящая из знаковых художественных и ритмических построений, которую за солидный возраст картины, пожалуй, разобрали тысячи раз на тысячи частей. Ритм задается шеренгой солдат, их ногами; ритм повторяется в статичных параллелях лестницы; ритмом выступают и выстрелы — все это и есть ритм движения, действия. Сам Эйзенштейн определял «сверхпредметность ритмического образа обобщения», выводящий зрителя на эмоциональный ритм, ибо эмоция — есть тоже результат движения.

    Примеров воздействия, облеченных в форму «Броненосца» в фильме огромное множество. Нарастание интенсивности, построение композиции, выявление фактур стихий и сами стихии, метафорически проявленные; динамика и геометрия отдельных линий и сама геометрия действия…Невозможно передать все полноту примененных образов и приемов, гениально исполненных и самим Эйзенштейном, и его соратником Тиссэ, непревзойденным визуализатором режиссерских идей. И в этом тоже особое мастерство: сказать все и больше без слов, применяя лишь доступные немому кинематографу средства выразительности, ограниченность которых сильно стесняла возможности художника; и при этом добиться результатов настолько впечатляющих, что и сегодня фильм «работает» на зрителя всей силой своей выразительности.

    Но, конечно, Эйзенштейн художественно перерабатывает историческую основу события, теряя ее достоверность, но представляя событие как знаковое явление, символ начала революционного движения. Например, он создает вполне счастливый финал братания с адмиральской эскадрой, что является исторической аберрацией; и вместо трагедии зритель получает позитивный финал. Конечно, реалии того времени в совокупности с идейной составляющей Страны Советов допускали подобные вольные интерпретации. Цель данной картины была вполне себе очевидна и она была достигнута в полной мере. Известнейшие люди того времени не только в России, но и за рубежом восхищались работой Эйзенштейна; в том числе и Чаплин, назвавший «Броненосец» «самой лучшей картиной в мире». Историческая правдивость подобных высказываний подкреплена временем. И по сей день «Броненосец» высоко реет ярко-красным знаменем, что раскрашивал вручную лично его создатель. И это уже никаким идеологиям и политическим режимам не сокрушить, поскольку искусство выше любых вождей и режимов.

    25 августа 2010 | 21:47

    Не буду говорить, что режиссер Эйзенштейн — гениальный человек, поскольку мало знаком с его творчеством. Но «Броненосец Потемкин» заслуживает самого пристального внимания. Смотрел его недавно, и больше всего запомнилась громовая музыка и местами забавные строчки текста между кадрами, когда актеры очень эмоционально выражают чувства на экране. И вообще мне интересна сама тема народных восстаний, как проявление воли и духа человечества.

    По сравнению с предыдущими фильмами того времени, что мне удалось посмотреть, «Броненосец Потемкин» действительно на следующем уровне киноискусства. Да, фильм черно-белый и все также немой, но на экране весь фильм столько энергии и эмоций, что просто не успеваешь отвести глаза от происходящего! Между прочим, был признан лучшим по признанию в Американской Киноакадемии в 1926 году.

    Даже если не особо интересуетесь историей, и немые фильмы не по душе, «Броненосец Потемкин» стоит посмотреть из-за музыкального сопровождения. Можно просто включить звук, и даже не смотреть на экран, ощущения необычайные!

    Зрелищность — 5
    Постановка — 5
    Актеры — 5
    Сценарий — 4
    Ожидаемость — неожиданно громко и эмоционально

    Мое слово — редкое эмоциональное кино, рекомендую всем!

    12 мая 2009 | 18:37

    «Броненосец «Потемкин»» — возможно, самая известная немая картина в истории и до сих пор никем не превзойденный шедевр монтажа. Картина Эйзенштейна сегодня служит упреком беспомощному ремесленничеству звукового кино XXI века, не способному даже грамотно выстроить повествование, не говоря уже о том, чтобы уподобить монтажное развитие картины диалектическому движению мысли.

    Сергей Эйзенштейн, этот «Леонардо Да Винчи кинематографа», как его называли современники, оставивший после себя тысячи страниц теоретических трудов, избирает самый трудный способ организации кинематографического материала, да к тому же в тот период, когда совсем молодое искусство было сильно ограничено в выборе художественных средств. Критикуя Гриффита за идеалистическое понимание монтажа в «Нетерпимости», Эйзенштейн противопоставляет ему материалистическое видение истории и роли в ней масс еще в «Стачке», где пытается показать, как работает классовое сознание, впервые в истории кино используя монтаж как инструмент интеллектуального анализа.

    Однако, несмотря на стремление к научности, которую отличает, если и не полная, то хотя бы частичная объективность, Эйзенштейн в «Броненосце «Потемкине»» предлагает весьма пристрастную, спекулирующую на человеческих эмоциях, идеологическую оптику, нещадно искажающую реальное положение дел во имя пропагандистских целей. Броненосец становится символом экспорта революции, своего рода разносчиком освободительных настроений, но режиссер достаточно умен, чтобы показать сам их генезис вместо того, чтобы представлять как готовую схему. Картина Эйзенштейна — это своеобразная наука ненависти, игра на человеческих страстях, искусно выманивающая из зрителей необходимых эмоциональные реакции.

    Мясо с червями выступает метафорой не только разлагающегося политического режима, но самой живой плоти народа, которую пожирают паразиты. Негодование и жажда реванша пронизывает действия матросов: безупречный выбор типажей, несмотря на децентрированность повествования, не позволяющую выявить главных героев, работает чрезвычайно результативно — эпизодические образы запоминаются, маркируют силовые точки драматургии, не давая зрительскому вниманию ослабеть ни на минуту. Богатырский вид матросов и лощенная щеголеватость офицеров вступают по замыслу автора в диалектическое противоречие, достигая антагонистического эффекта в сцене бунта: достоинство матросов во рванье и тряпье, их сила духа демонстрируют свою несгибаемость перед мнимой силой офицеров, паразитирующих на этом «трудовом элементе».

    Показать, как работает классовое сознание, как оно зреет, цементирует солидарность представителей одной социальной группы и подобно катку подминает под себя злобу и разобщенность эксплуататоров, не просто с марксистским пафосом, но с точным пониманием его истоков — такова была задача Эйзенштейна. Надо самому быть марксистом и материалистом, чтобы снять такой фильм, — это несомненно. Когда Вакуленчук кричит расстрельной группе: «Братья!», — драматическое развитие первой части достигает пика и вместе с тем эмоциональность захлестывает разумную аргументацию.

    В этом один из удивительнейших парадоксов идеологии: она может обкладывать вас многочисленными кирпичами почти неуязвимых аргументов, но лишь до тех пор, пока не коснется своей сути, концептуальной сердцевины, тогда в дело вступают эмоции и игра на страстях слушателя, провокация его не гнев и негодование. Один из самых поразительных моментов в картине тот, где, стремясь обезоружить религиозное мировоззрение, идеология обнаруживает собственные религиозные корни: ритмически зарифмовывая действия судового командования и в прямом смысле «дремучий» образ священника (выглядящего как некий дикий, лесной житель), яростно отвергая вместе с со светской властью и власть Божественную (вспомним очень логичный, точный эпизод с разбиванием тарелки с надписью из Молитвы Господней, демонстрирующий нежелание принимать то, что дает жизнь) режиссерская мысль вскоре создает вполне агиографическую сцену почитания «мученика революции», беззастенчиво коверкая сам смысл христианского страдания.

    Почему идеология не мыслима не просто без религиозной, но, в конечном счете, именно без христианской символики? Ответ очень прост: христианская образная система укоренена в человеческом сознании гораздо глубже, чем это кажется со стороны ее критикам, она представляет собой не просто семантическую матрицу, оптику, посредством которой люди видят мир, но она обусловлена условиями их существования в этом мире, представляет собой реальное положение дел. Марксизм любит заявлять о своей невыдуманности, укорененности в общественных отношениях, однако, уже А. Лосев в «Диалектике мифа» разграничил так называемые «субъективные мифологии», к которым отнес и марксизм, и то, что он называл «абсолютной мифологией» или «объективностью», то есть христианство.

    Марксизм, представляя собой весьма разветвленную диалектическую и материалистическую систему, потому так логичен, что занимается беззастенчивым плагиатом многих структурных элементов христианской онтологии, переиначивая и деформируя их в угоду своим целям. Его подмены весьма искусны, но обман становится очевиден в особенности тогда, когда за стройной аргументацией обнаруживается иррациональная ярость и ненависть к человеческому роду, пусть она и локализована в адрес лишь некоторых социальных групп, но сам источник ее происхождения имеет древнюю и нечеловеческую природу.

    В «Броненосце «Потемкине»» люциферические корни социальной ненависти становятся в полной мере очевидны в эпизоде на одесской лестнице. Чем объяснить смакование в фильме сценами насилия, в особенности с участием детей? Только лишь желанием вызвать у зрителя гнев в адрес ненавидимой государственной власти? Или более тонкими, мотивами? Сгоняя симпатизирующих матросам одесских жителей вниз по лестнице, солдаты будто бы сбрасывают их на дно социальной иерархии — эпизод становится символом обнищания «низов», эксплуатации и бесчеловечности «верхов». Но почему именно дети показаны их жертвами? Нет ли здесь идеологической готовности марксистов мстить детям своих классовых врагов за собственных растерзанных детей? Боюсь, что в виду имеется именно это, что и подтверждает история гражданской войны.

    Художественный эффект фильма был бы неполон без музыки Шостаковича, достигающей глубин поистине набатного трагизма не только в каждом эпизоде в отдельности, но и в фильме в целом. Композитор стремился передать трагедию страны, раздираемой не только политическими, социальными, но и экзистенциальными противоречиями. Густое, мрачное звучание хорошо передает эмоциональное состояние отягощенного злобой, замутненного гневом сознания. Эта музыка программно дисгармонична, величественна и вместе с тем страстна в самом прямом, святоотеческом смысле этого слова, — это звуковая партитура внутреннего мира человека со сжатыми кулаками.

    Но что мы имеем в итоге? Неужели кто-то посмеет отрицать не просто выдающиеся, но не имеющие прецедентов в истории кино художественные достоинства ленты, ее мрачную гениальность? Конечно, нет. Разве кто-то усомниться сейчас в грандиозности авторского замысла, передающего народную трагедию в плотном, часовом, лаконичном формате, обрушиваясь на зрителя как удар кнута? Конечно, нет. Любые включения фильма в списки лучших картин всех времен полностью оправданы. Вопрос — в другом: насколько разрушительным может быть экранное искусство, манипулирующее человеческими эмоциями столь блистательно, что ты против воли хотя бы на час становишься марксистом? Рискну сказать, что сам того не ведая, Эйзенштейн своей картиной доказывает существование Бога, ибо, если игра на страстях столь удачна, значит, они имеют древнюю природу. А если есть дьявол, то есть и Бог — таков парадоксальный итог «Броненосца «Потемкина»».

    29 декабря 2015 | 16:39

    Картина имеет на протяжении многих десятилетий поразительный успех у господ критиков. Чем же так провинилась работа молодого тогда ещё режиссёра Эйзенштейна?

    Идейные достоинства «Броненосца» обсуждать нелепо: перед нами откровенно пропагандистская вещь, фальсифицирующая исторические факты, выдающая зло (многочисленные преступления товарищей матросов) за добро и к тому же с каким-то коллаборационистским бесстыдством льющая воду на мельницу одного из самых бесчеловечных политических режимов в истории — ленинско-сталинского.

    Может, с экрана несутся на нас какие-то особые эстетические радости? Раскрашенный в стиле старшей группы детского сада флажок, трупы-видения на реях, окровавленные физиономии (даже одна детская!), пальба из всех ружей по насмерть перепуганным бестолковым обывателям, жизнелюбы-червячки? Этим винегретом надлежит наслаждаться? Автор «Броненосца» даже не ставил перед собой задачи минимизировать насилие и жестокость на экране. Фильм, между прочим, смахивает на «16+». Хорошенькое дельце для «шедевра»!

    Может быть, господа актёры нас необыкновенно радуют своим искусством? Так нет же: на экране, как известно, здесь орудуют вообще не ведающие чего они творят дилетанты.

    Говорят, режиссёр преуспел в ремесле и сделал, включая любимый красный флажок, пару свежих профессиональных ходов. Ну и на здоровье! Это их, узких специалистов, личные дела. Наша же задача — зрителей-критиков — дать оценку художественным и идейным характеристикам. Художественно хороши лишь проснувшиеся на мгновение каменные львы, а идейно-воспитательно удачен только удар по мордасам, нанесённый одному действительно презренному шовинисту. Ну, наверное, музыка неплоха. Ничего другого, виноват, не замечаю.

    Да, картина превзошла средний уровень тогдашних работ. Время было такое — кино делало в своём пещерном веке первые самостоятельные шаги. На безрыбье и молодой Эйзенштейн оказался творцом нового. Вот он и понравился тогдашним панам профессорам киноведения.

    Но стоит ли сильно удивляться? История с успехом «Чёрного квадрата» Казимира Малевича куда ярче… Вот там — предел.

    А теперь, с позволения читателя, позволю себе сформулировать гипотезу о механизме подобных психологических чудес:

    Профессор сказал студенту нечто бестолковое или уже устаревшее, студент вырос, сам стал профессором и сказал то же самое уже своему студенту… Закон инерции, что правил ещё в средние века.

    3 из 10

    7 февраля 2016 | 12:20

    Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не твёрд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это ещё раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами.

    Министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс


    Приятно морозным январским днем наслаждаться снифтером-другим Мартеля 1925 года, вдыхая аромат цитрусовой цедры, темно-красной сливы с оттенками карри и рансьо и окунаясь во фруктовое, пряное, древесное послевкусие. Глядишь, и сводчатая бутылка, напоминающая арочный мост, незаметно опустеет, раскрасив монохромные будни ярким мазком рубинового колера.

    Картина Сергея Эйзенштейна является элитным коньяком среди бесконечной кавалькады фильмов — напитков попроще. Каждый эпизод ленты, сопровожденный музыкой Дмитрия Шостаковича, можно смаковать и смаковать, потребляя его по капельке, по глоточку. Вот приговоренные к расстрелу матросы падают на колени, и накрывающий их брезент становится саваном живых мертвецов. Вот обезумевшая мать несет растерзанного ребенка на шеренгу ощетинивших штыками солдат. Вот орудие в орудие смотрят друг на друга мятежный корабль и царская эскадра, и звонкая тишина готовится разорваться залпами в упор. И так до самого финала, когда на сидящего зрителя надвигается массив броненосца, рвущегося на свободу от ненавистного самодержавия. И, если бы «Потемкин» был художественным произведением, порожденный фантазией советского Роберта Стивенсона или Жюля Верна, быть бы картине самим совершенством.

    Однако, проект комиссии ВЦИК, предусматривающий эпическое полотно по событиям кровавого 1905 года и обрезанный до событий одесского восстания, к сожалению, вышел шедевром революционный пропаганды, в котором практически все является полуправдой, передергиванием, а то и прямой ложью. Не являясь профессиональным историком, не буду зацикливаться на разных мелочах, вроде несоответствия труб и пушек. Остановлюсь на существенном.

    Бунт на корабле был не из-за червивого мяса, о чем пятую часть фильма повествовал режиссер. Шла русско-японская война, российский флот уже был разгромлен под Цусимой, и броненосец в составе очередной эскадры готовился к рейду на восток. Менять ласковое Чёрное море на снаряды с шимозой многим хотелось не очень. А тут ещё Одессу захватила многодневная стачка, вызванная кризисом царизма. Город трясло и лихорадило. За день до восстания полсотни матросов, не желавшие стать мятежниками, списались на берег. И тухлый борщ стал лишь поводом.

    Никто моряков не собирался расстреливать. Таких прецедентов в России не было ни до, ни после. Рвущий струны нервов приказ: «Пли!» — художественный вымысел. А вот офицеров мятежники убивали взаправду, соотношение 781 человек к 15 поможет представить реальную картину. Кстати, убили и несколько матросов, пытавшихся вплавь покинуть броненосец. Увлеклись, наверное. А вот по Вакуленчику многотысячной панихиды с массовом расстрелом не было. Да-да, знаменитого побоища на ставшей позже Потемкинской лестнице тоже не было. Эйзенштейн вместе с оператором Тиссэ придумали не только множество потрясающих сцен — коляску с младенцем, спасающегося безногого, безумство матери. Они придумали и саму расправу солдат и казаков с безоружным народом.

    А вот выстрелы «Потемкина» по городу действительно были. Только не по генеральскому дому, а куда бог пошлет — на окраину. И флаг красный, заботливо раскрашенный самим Сергеем Михайловичем вручную в каждом кадре, был. Только обозначал он не революционные идеалы, а прозаическое «готов к бою», согласно морской азбуке.

    И что мы получили в сухом остатке. Во время войны, на одном из самых мощных военных суден была перебита вся команда кадровых офицеров, броненосец обстрелял родной город и был готов вступить в бой со своими же товарищами моряками. И гордо удалился. А вот куда, не задумывались? Свободный корабль поплыл в Констанцу, где и сдался румынскому самодержавию. Причем, роли большевиков, приписавших себе все революционные потуги, в бунте тоже не было, прибыли делегацией несколько эсдеков и анархистов, но слушать их матросы не стали. И в этой мутной исторической водице, которая, как ни крути, является российским позором, Эйзенштейн выловил золотую рыбку.

    Фильм регулярно признавали одним из лучших, а то и лучшим в мире. Включали во все возможные списки самые авторитетные издания. На картину ссылаются, её цитируют и копируют. Например, прелестная пародия Юлиуса Махульского «Дежа вю» с Потемкинской лестницей. На англоязычном сайте IMDb количество зрителей картины где-то в шесть раз больше, чем на родном Кинопоиске, что является уникальным фактом. Даже враги Советского Союза восторгались «Броненосцем «Потемкиным». Интересно, если бы история повторилась, и во время Отечественной войны крейсер «Октябрьская революция», защищавший Ленинград, взбунтовался, перебил всех капитанов и замполитов, пальнул по Смольному и рванул сдаваться в Финляндию, о нем бы ученик Эйзенштейна Григорий Александров (кстати, игравший злобного старпома «Потемкина») тоже бы героический фильм снял?

    А благородный Мартель со временем расправляется с печенью не хуже затрапезной «Путинки».

    17 января 2016 | 19:53

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 504 руб.
    подробнее

    Новости


    На Одесский кинофестиваль приехал, пожалуй, самый главный человек фестивального движения в мире — Тьерри Фремо, программный директор Канна. Он дал мастер-класс, поговорил с журналистами и представил сборник отреставрированных короткометражек братьев Люмьер, сопроводив каждую своим комментарием. (...)
     
    все новости

    Интервью


    На российские экраны выходит «Экипаж» Николая Лебедева. КиноПоиск поговорил с пилотом Марией Уваровской и пилотом-инструктором Александром Мирошниченко, консультировавшими режиссера и съемочную группу, о лучших авиационных фильмах, правдоподобности нового «Экипажа» и сходстве актеров с летчиками.
     (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Чему научило Стивена Спилберга «Головокружение»? Какую отсылку к «Психо» Мартин Скорсезе запрятал в «Бешеного быка»? Как «Окно во двор» и «Тень сомнения» вдохновили Дэвида Линча на «Синий бархат» и «Твин Пикс»? По случаю 115-й годовщины со дня рождения Альфреда Хичкока и старта фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    Знают ли иностранцы хоть что-нибудь о российском кино? Или это только нам кажется, что «Броненосец „Потемкин“» и «Война и мир» — это мировая классика? Какие неожиданные названия приходят в голову немцам и французам? КиноПоиск отправляется на разведку. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    В истекшую среду КиноПоиск получил полный набор обнаженных тел на больших экранах Берлинского кинофестиваля: то, что недодали «Пятьдесят оттенков серого» (по части мужских гениталий) с лихвой восполнил «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 543 964102 969
    Деньги686 544 097 руб.10 608 672
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    165.Назад в будущее 3Back to the Future Part III8.153
    166.Тренер КартерCoach Carter8.152
    167.Шерлок ХолмсSherlock Holmes8.151
    168.Звёздные войны: Эпизод 3 – Месть СитховStar Wars: Episode III - Revenge of the Sith8.150
    169.Золотой теленок8.149
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Чёрная ПантераBlack Panther90.72%
    42.Книга джунглей: НачалоJungle Book90.68%
    43.МумияThe Mummy90.64%
    44.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.58%
    45.Лига справедливости: Часть 2Justice League Part Two90.50%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Ниндзя из Беверли ХиллзBeverly Hills Ninja5
    МалышThe Kid57
    Я – началоI Origins75
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse75
    Физрук83
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft9.078
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.623
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass
    Angry Birds в киноAngry Birds6.555
    Экипаж8.178
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    Дочь БогаExposed16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры