всё о любом фильме:

Броненосец «Потемкин»

год
страна
слоган«Revolution is the only lawful, equal, effectual war. It was in Russia that this war was declared and begun»
режиссерСергей Эйзенштейн
сценарийНина Агаджанова, Сергей Эйзенштейн, Сергей Третьяков, ...
директор фильма-
операторЭдуард Тиссэ, Владимир Попов
композиторЭрик Элламен, Яти Дюран, Владимир Хейфиц, ...
художникВасилий Рахальс
монтажГригорий Александров, Сергей Эйзенштейн
жанр военный, история, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время75 мин. / 01:15
Сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
44 + 0 = 44
9.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • По словам самого Эйзенштейна, идея снять знаменитую Одесскую лестницу пришла к нему, когда он сидел на этой самой лестнице, ел вишни, а косточки скакали по ступенькам.
    • Впервые фильм был озвучен в 1930 году, потом восстановлен и переозвучен в 1950-м (композитор Николай Крюков) и, наконец, в 1965 музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович.
    • Красный революционный флаг раскрашивался на плёнке вручную.
    • Картина получила высокую оценку министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. На встрече с кинематографистами 28 марта 1933 года он сказал: «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не твёрд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это ещё раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами».
    • В рейтинге десяти самых значительных фильмов мирового кино, который публикуется британским журналом Sight & Sound каждые десять лет (начиная с 1952 года) и основывается на мнении более чем ста киноведов и режиссёров из разных стран мира, «Броненосец «Потёмкин» присутствовал каждый раз, занимая места с четвёртого по седьмое. Кроме него, всегда попадала в этот список только одна картина — «Правила игры» Жана Ренуара. Он также занял третье место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В 1925 году, после продажи негатива фильма в Германию и его перемонтажа режиссёром Пилем Ютци, «Броненосец «Потёмкин» вышел в мировой прокат в отличающейся от авторского замысла версии: расстрел матросов был перенесен из начала в конец фильма. В дальнейшем он подвергся цензуре и в СССР: были удалены некоторые кадры и промежуточные титры, слова Льва Троцкого в прологе были заменены цитатой из Владимира Ленина. В 2005 году под общим руководством Фонда Deutsche Kinemathek, Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства, авторская версия фильма была восстановлена.
    • Фильм многократно становился объектом цитирования и кинопародий, причём в большинстве случаев внимания удостаивалась легендарная сцена расстрела на Потёмкинской лестнице (в фильмах «Возвращение «Броненосца», «Гудбай, Ленин», «Голый пистолет 33 1/3», «Бразилия» и мультсериале «Симпсоны»).
    • еще 4 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • На одном из кораблей эскадры Черноморского флота видна трёхорудийная башня главного калибра. В 1905 году русских линкоров с трёхорудийными башнями ещё не было в проекте, а на броненосцах стояли двухорудийные башни главного калибра.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 24 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    С некоторым трепетом и опаской начали смотреть фильм, который кусками в детстве да, а вот целиком в зрелом)) возрасте ни разу. Ну невероятное кино, кроме шуток.

    Оно не смотрится смешно-устарело. Оно выглядит, сложно подобрать слова, скорее как стилизация под древнее. Настолько естественна игра актеров, настолько мастерски работает оператор.

    Фантастически хорош звук. Майзель и Шостакович — наиболее известные варианты, теперь хочу обязательно посмотреть с Шостаковичем. Но Майзель, и в целом, и особенно на потемкинской лестнице — это как флойдовская Стена для человека со слегка измененным препаратами сознанием. Ужас от сцены охватывает животный, мурашки прилагаются. Крупные. И финал, с проходом сквозь эскадру, убойный. И красный флаг — первые цветные кадры в мире, если не ошибаюсь.

    Про лубочность и агитационную направленность говорить не хочу. Не важно, из-за чего был бунт, черви ли или идея свободы-равенства-братства. Кино Эйзенштейн снял вневременное и внеидеологическое. В 29 лет снял, к слову.

    10 из 10

    18 мая 2010 | 13:53

    Разворачивайтесь в марше! Двадцать пятый год, Владимир Ильич едва ли успел удобно устроиться в земле, а птенцы уже выклёвывали друг друга из большевистского гнезда. Огромное бельмо на глазу, вооружившееся серпом и молотом, вызывающе игнорировало псевдомирные объединения капиталистов и усердно трудилось на союзной мифофабрике, старательно загоняя клячу истории. Словесной не место кляузе. Все, кто мог понять лингвистические экзерсисы краснокаменного Кремля, отплыли на философском пароходе, оставив в стране избирательный контингент в виде рабочих и колхозников, методы воздействия на которых должны были быть проще и нагляднее. Историческую обоснованность заветов дедушки Ленина решили доказать с помощью кинопленки, красной краски и легких передвижек летописных фактов в соответствии с направлением, указываемым правящей рукой. Какой? — Левой! Левой! Левой!

    Эй, синеблузые! Рейте! За океаны! Матросы броненосца «Князь Потемкин-Таврический» взбунтовались в ответ на отвратительные условия, простуженные холодным ветром Первой русской революции. Это коренное преобразование было окрашено либерально-монархическими цветами, алые оттенки социал-демократов терялись в общей палитре. Но в двадцатые годы историческая дотошность уступила место воодушевляющим указателям счастливого социалистического будущего. Где-то затушевать, а где-то выделить пожирнее — и вот портрет унтер-офицера Вакуленчука висит в одном ряду с основателями партии в качестве лица освобождения от поработителей. Ложка борща (и снова красный!) в тарелках моряков из народа как главное блюдо свободы, искомая искра, столь удачно оказавшаяся рядом с легковоспламенимым материалом. Оправданная ловкость рук, граничащая с мошенничеством, и воодушевляющая сила идеологии действуют эффективнее кляпа для сомневающихся. Ваше слово, товарищ маузер.

    Там за горами горя солнечный край непочатый. Закутавшись в красный флаг, Эйзенштейн не просто снял ленту о сочувствующих революции — он показал коллективное бессознательное, характерное для одной шестой части суши. Общность, увлеченность и непоколебимая вера — «Братцы!», независимо от возраста, национальности или партийного билета. Город, встрепенувшийся по зову справедливости, проснувшийся от дремоты безразличия, преодолев традиционную леность в надежде на силу простых истин: мы все равно люди, мы одной крови, мы — братья. Белые штыки получили шанс на возможное прощение — он длился ровно те несколько секунд, пока женщина поднималась к ним по лестнице, вооруженная лишь верой в пресловутое единство нации. В него особенно хочется верить тогда, когда цвет твоего лагеря совершенно неважен, когда праведная ярость за искалеченную судьбу брата не по крови, но по родству человеческой природы захлебнулась в водах Леты. Идеалистическая утопия, как и государство, на благо которого она создавалась, похожа на детскую уверенность в существовании Деда Мороза — многое бы отдал за подобную реальность. Пафос, сжатый в мятежно поднятом кулаке, и дерзкая краска на сером фоне как вызов всем тем, кто не верил. Не важно, с правой или с левой вы шагаете — главное, что шагаете в ногу.

    10 из 10

    23 января 2012 | 11:09

    Это моя первая просмотренная картина С. Эзенштейна, которая является его самой известной кинолентой. Хотя он оставил большой отпечаток в мире кино. Броненосец «Потемкин» пользуется самой большой популярностью

    Картина великого советского режиссера- новатора С. Эзенштейна уже давным давно уже стала признаной и почитаемой во всем мире, признающейся одной из лучших картин мирового кинематографа. Безусловно для 1925г. это картина была шокируеющей, новаторской, новой стороной кинематографа. Она навсегда останется в кино, как учебное пособие по тому как надо делать настоящее кино. И с этим нельзя поспорить, потому что обьективно это так. Попытаюсь обьяснить.

    Даже спустя десятилетия, и что там говорить спустя почти целый век, это картина не утеряла своей фишки, некой изюминки. Она ничуть не устарела с момента выхода ее на экраны. Наоборот у режиссера довольно удачно получается передать антимонархические настроения, дух царивший в то время, на данном историческом этапе. Серьезный настрой пролетариата. Борьбу за власть рабочего класса, его первые предпоссылки. Рабочий класс уже готов действовать им всего лишь нужна точка, с которой все это начнется. В данном фильме этой точкой является Броненосец. Он словно пробуждает ото сна простых людей заставляя их что-либо предпринять против существующего строя государства.

    Но тут они наталкиваются на жестокое бесчеловечное сопротивление. Государство не собирается мириться с происходящим, уничтожая и не щядя никого. Из истории мы знаем что эта борьба затянулась еще на долгие 15 лет, и то что мы не смогли избежать революции, чего так и боялись все. Но из-за устарелости данного строя несоблюдения естественных прав человека этого становится не избежать.

    В итоге фильм получился динамичным, интересным и ни сколько не утерявший того чего нам пытался донести режиссер. Его стоит смотреть даже потому, что несмотря на прошедшее время он все же остается как эталон, того как надо снимать кино. И это действительно так. Конечно сейчас он не может шокировать людей, но думаю давным давно этим фильмом восторгались и он носил немного иной характер. А теперь его стоит смотреть чтобы знать каким было кино на его ранних этапах и что без такого фильма не было нынешнего кино.

    8 из 10

    3 апреля 2013 | 23:52

    Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»» для многих поколений кинематографистов является эталоном кино. И совершенно оправданно. В свое время данный фильм получил широкую известность не только в нашей стране, но и во всем мире. Даже сейчас, спустя почти век, это кино, как бы банально не звучало, не теряет своей актуальности. И в актуальности даже не в рамках революции и переворотов, но в единении и в силе коллектива. Одна из ключевых тем, который затронул Толстой в своем бессмертном шедевре «Война и мир», тема простого народа, была наглядно продемонстрирована и проиллюстрирована величайшим отечественным режиссером.

    Неправильно считать, что «Броненосец «Потемкин»» кино агитационное. Это кино о силе, которую получают люди объединившись. Что они собрались делать: совершать революцию или заставить наконец — то дворников мести у своего подъезда — не важно. Единство — вот в чем смысл фильма Эйзенштейна. «Братья!» — кричат матросы решившие поднять бунт на корабле. «Братья!» — кричат люди, собравшиеся на суше дабы поддержать бунтующих. И разглядеть именно эту идею — очень важно.

    Нельзя не выделить Эдуарда Тиссэ оператора — документалиста, работавшего с Эйзенштейном над всеми его фильмами, который смог придать невероятно точную и красивую картинку. «Снят как хроника, работает как драма» — это выражение Тиссэ полностью передает его операторскую работу в этой киноленте.

    Символизм, абстрактность сценария, монтаж аттракционов, виды монтажа, который придумал сам Эйзенштейн в полной мере можно наблюдать в этой, бесспорно, шедевральной работе режиссера.

    Это то кино, которое должен посмотреть каждый.

    21 октября 2014 | 15:09

    «Броненосец Потемкин» навечно вписал себя в классику мирового кинематографа. Это не только признанный шедевр, но, и, возможно, один из первых отечественных боевиков. Фильм основан на реальных событиях. В 1905 году на корабле «Князь Потемкин» матросы устроили бунт из-за червивого мяса, которое им подсовывало командование судна. Поднялось восстание. Захватив корабль, матросы взяли курс на близлежащую Одессу. Там они положили тело матроса Вакулийчука, организатора восстания, погибшего от руки царского офицера. Люди, узнавшие про восстание, приходили почтить память народного героя.

    Однако, что произошло потом… то войдет в историю, как одна из самых ужасающих и тяжелых сцен в мировом кино. Народ все собирался и собирался. Некоторые устраивали речевки о несправедливости царской власти. Вдруг! Стрельба! Отряд царских солдат пошел прямо на народ, находившиеся на ступенях величественной Потемкинской лестницы. Не жалея ни детей, ни стариков, они «угощали» пулями всех. Здесь и женщина интеллигентного рода, которой выстрелили прямо в глаз, и очки покосились набок. Здесь и очумевшая от ужаса молодая мать, чей мальчишка лег низ лицом от шальной пули, а взбесившийся и испуганный народ топтал его по рукам и ногам.

    Эйзенштейн показал в своем фильме трагедию народа без прикрас и сожалений. Поэтому из-за своей прямоты, фильм не мог уйти со сцены без фурора. В советской России картина сыскала популярность из-за показания кровожадной ярости царских вояк. За рубежом, в частности, в Америке — из-за свободоносных действий матросов, которые организовали восстание.

    Кстати, в 1926 году Американская киноакадемия признала «Броненосца Потемкина» лучшим фильмом года.

    P.S.: К сожалению, я не увидел знаменитого раскрашенного флага. Почему? Не знаю…

    9 из 10

    23 декабря 2011 | 12:01

    Не буду говорить, что режиссер Эйзенштейн — гениальный человек, поскольку мало знаком с его творчеством. Но «Броненосец Потемкин» заслуживает самого пристального внимания. Смотрел его недавно, и больше всего запомнилась громовая музыка и местами забавные строчки текста между кадрами, когда актеры очень эмоционально выражают чувства на экране. И вообще мне интересна сама тема народных восстаний, как проявление воли и духа человечества.

    По сравнению с предыдущими фильмами того времени, что мне удалось посмотреть, «Броненосец Потемкин» действительно на следующем уровне киноискусства. Да, фильм черно-белый и все также немой, но на экране весь фильм столько энергии и эмоций, что просто не успеваешь отвести глаза от происходящего! Между прочим, был признан лучшим по признанию в Американской Киноакадемии в 1926 году.

    Даже если не особо интересуетесь историей, и немые фильмы не по душе, «Броненосец Потемкин» стоит посмотреть из-за музыкального сопровождения. Можно просто включить звук, и даже не смотреть на экран, ощущения необычайные!

    Зрелищность — 5
    Постановка — 5
    Актеры — 5
    Сценарий — 4
    Ожидаемость — неожиданно громко и эмоционально

    Мое слово — редкое эмоциональное кино, рекомендую всем!

    12 мая 2009 | 18:37

    Гениальное кинополотно гениального советского режиссера театра и кино, художника, сценариста Сергея Эйзенштейна (1898-1948). Потрясает своим замыслом и техникой операторская работа Э. Тиссэ. А музыка Дмитрия Шостаковича делает фильм неизменным и вечным шедевром кино. Реалистичные, слегка колеблющиеся кадры (что свойственно старым кинолентам) каждый по себе является новым по тем временам словом фотографии. Надо отметить, что композиционные решения оператором приняты мастерски. Такой красивой и эмоционально насыщенной картинки я не встречал ни в одном другом фильме.

    Чего стоят кадры, на которых изображено сгнившее, червивое мясо, отпущенное командным составом броненосца на суп для матросов! А сжимающиеся в кулаки ладони рабочих, брошенные ввысь шапки, стая белопарусных яликов, двинувшихся к броненосцу! А поросята и утки, привезенные одесситами на борт корабля! Страх и паника убегающих вниз по ступенькам от пуль солдат царской армии горожан, окровавленный мальчик, сорвавшаяся вниз коляска с младенцем, безногий юноша, спешащий за толпой — эти мазки картины Эйзенштейна навсегда врезаются в память.

    В 1926 году в Голливуде «Броненосец Потемкин» был признан лучшим фильмом года, а в Париже получил Гран-при столичного фестиваля кино. В 1958 году вошел в десятку лучших фильмов всех времен и народов.
    Шедевр не только отечественного, но и мирового кино.

    18 августа 2007 | 21:33

    «Броненосец Потёмкин» — это шедевр Эйзенштейна, вошедший в анналы мирового кинематографа. Это третья картина Эйзенштейна, после «Дневника Глумова» и «Стачки». «Дневник Глумова» — просто экспериментальный фильм с минимумом смысла, а вот «Стачка» — это уже более глубокий фильм, без которого не было бы «Броненосца Потёмкина». В «Стачке» Эйзенштейн показал революцию 1905 года глазами рабочих, а в «Броненосце.. .» эта же проблема показана глазами моряков.

    Броненосец «Потёмкин» — это реально существующее судно, и именно оно было одним из самых значимых событий первой российской революции — оно положило начало революции среди моряков. Фильм заканчивается оптимистически — броненосец проплывает среди эскадры, направляясь в «светлое будущее». В реальности же броненосец уплыл в Румынию, а румынские власти «сдали» корабль властям. Но Эйзенштейн хотел показать необходимость революции (точнее, этого хотели власти), вот почему он так закончил фильм.

    Основным достоинством картины является монтаж, ведь именно поэтому он является общепризнанным образцом. Монтаж здесь поистине гениален, и я не видел ни одного фильма (кроме «Стачки»), где чередование кадров было настолько красивым. Лично мне «Стачка» понравилась больше, но этот фильм навсегда останется идеалом монтажа.

    10 из 10

    22 июня 2011 | 20:40

    Начиная говорить о такой картине, как «Броненосец «Потёмкин»», прекрасно понимаешь, что о нёй уже говорили и писали столько, сколько ни о любом другом фильме. И тем ни менее новые и новые поколения, открывая его для себя, находят в нем новые грани, отклики своих чувств и надежд.

    Этот шедевр Сергея Эйзенштейна обладает колоссальной энергией, которую имеют ещё буквально пара фильмов во всем мировом кинематографе.

    В чем же собственно заключается уникальность этого фильма? В том, что Эйзенштейн впервые понял, что кино — это искусство монтажа. С помощью монтажа можно придавать фильму определенный ритм, темп повествования, настроение; можно замедлять время и даже останавливать его, что и было применено режиссером в знаменитых кадрах на одесской лестнице. На самом деле, эта лестница не очень-то и большая, но в фильме кажется целую вечность, снова и снова, царские военные спускаются по ней, уничтожая мирное население. «Потёмкин» — это триумф монтажа. Интересен то факт, что в современных фильмах количество монтажных склеек приблизительно — 300-400. В «Броненосце» их — 1280!

    Но забыв о всевозможных кинематографических открытиях (хотя без них нельзя себе представить не один фильм, вышедший после «Потёмкина»), этот фильм приводит в абсолютный восторг и без них. Вышедший на экраны в 1925 году, на заре советской власти, «Потёмкин» воспринимался как большевистская агитка, но сейчас, по прошествии огромного количества времени, этот фильм, на удивление, остается абсолютно актуальным, и становится понятно, что он выше всяких политических идеологий. А всё потому, что он говорит нам о тех ценностях, которые были, есть и будут самыми главными для всего человечества — справедливость, свобода, равенство. Фильм оказался к тому же пророческим, поскольку борьба за все эти ценности, так же как и борьба матросов «Потёмкина» против генералов, определила историю XX и XXI веков.

    На самом деле никакого расстрела на одесской лестнице не было, но авторы фильма намерено искажают факты, создавая эмоциональный пик и придавая картине нужную направленность. В этом нельзя упрекнуть их, поскольку они создавали всё-таки художественное произведение (ведь и Сальери в действительности не убивал Моцарта).

    Огромную роль в бесспорной гениальности этого фильма сыграл большой энтузиазм её создателей, в первую очередь режиссера Сергея Эйзенштейна, его ассистента Григория Александрова и оператора Эдуарда Тиссэ, которые сняли и смонтировали его в рекордные сроки — 3 месяца. Достаточно вспомнить тот всеми известный факт, что Эйзенштейн собственноручно разукрасил красным цветом флаг броненосца на 181(!) кадре пленки. Или ещё один факт о том, что ко дню премьеры фильм не был готов, и Григорий Александров мчался на мотоцикле, чтобы привезти только что смонтированные части фильма в кинотеатр.

    Изначально фильм планировался как огромная эпопея о революции 1905 года, которая должна была выйти к её юбилею. Но после всех подготовительных работ оказалось, что времени осталось крайне мало, и пришлось взять всего лишь один сюжет про восстание на броненосце. И это к счастью, поскольку вместо нудной хроники типа «Обороны Севастополя» получилось целостное произведение искусства, которое можно не побояться назвать совершенным.

    К тому же этот фильм стал открытием для мира нашего отечественного кино, которого до «Потёмкина» по сути то и не знали.

    И в заключение хочется дать один совет — поскольку фильм немой, к нему существует огромное количество музыкальных сопровождений; но самым лучшим является музыка Дмитрия Шостаковича, которая хоть и не была специально написана для фильма, но удивительнейшим образом идеально ложится на каждый кадр этого шедевра.

    10 из 10

    24 января 2014 | 22:49

    Я смотрел «Броненосец Потемкин» несколько раз, но запомнился всего один просмотр! Это было в Музее Кино, устроили ретроспективный Эйзенштейновский показ и фишкой показа было то, что музыку в живую исполняла группа, если мне не изменяет память, то ли норвежская, то ли еще какая — «Washing Women». Мне понравилось не только то, как они играли, давая точное настроение каждому моменту (при чем музыка составляла некий симбиоз из мотивов Pink Floyd и Nirvana), но и то, что все 3 участника коллектива были одеты в костюмы уборщиц и играли на инструментах, сделанных из запчастей к стиральным машинам, тазах и стиральных досках!

    Вот тогда, меня фильм зацепил и запомнился. С радостью пересмотрел бы с тем же музыкальным аккомпанементом. Очень запомнились операторские ходы и некоторые кадры, до сих пор стоят перед глазами.

    8 марта 2008 | 14:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>