всё о любом фильме:

Броненосец «Потемкин»

год
страна
слоган«Revolution is the only lawful, equal, effectual war. It was in Russia that this war was declared and begun»
режиссерСергей Эйзенштейн
сценарийНина Агаджанова, Сергей Эйзенштейн, Сергей Третьяков, ...
директор фильма-
операторЭдуард Тиссэ, Владимир Попов
композиторЭрик Элламен, Яти Дюран, Владимир Хейфиц, ...
художникВасилий Рахальс
монтажГригорий Александров, Сергей Эйзенштейн
жанр военный, история, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время75 мин. / 01:15
Сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
44 + 0 = 44
9.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Картина получила высокую оценку министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. На встрече с кинематографистами 28 марта 1933 года он сказал: «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не твёрд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это ещё раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами».
    • По словам самого Эйзенштейна, идея снять знаменитую Одесскую лестницу пришла к нему, когда он сидел на этой самой лестнице, ел вишни, а косточки скакали по ступенькам.
    • Красный революционный флаг раскрашивался на плёнке вручную.
    • Впервые фильм был озвучен в 1930 году, потом восстановлен и переозвучен в 1950-м (композитор Николай Крюков) и, наконец, в 1965 музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович.
    • В рейтинге десяти самых значительных фильмов мирового кино, который публикуется британским журналом Sight & Sound каждые десять лет (начиная с 1952 года) и основывается на мнении более чем ста киноведов и режиссёров из разных стран мира, «Броненосец «Потёмкин» присутствовал каждый раз, занимая места с четвёртого по седьмое. Кроме него, всегда попадала в этот список только одна картина — «Правила игры» Жана Ренуара. Он также занял третье место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В 1925 году, после продажи негатива фильма в Германию и его перемонтажа режиссёром Пилем Ютци, «Броненосец «Потёмкин» вышел в мировой прокат в отличающейся от авторского замысла версии: расстрел матросов был перенесен из начала в конец фильма. В дальнейшем он подвергся цензуре и в СССР: были удалены некоторые кадры и промежуточные титры, слова Льва Троцкого в прологе были заменены цитатой из Владимира Ленина. В 2005 году под общим руководством Фонда Deutsche Kinemathek, Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства, авторская версия фильма была восстановлена.
    • Фильм многократно становился объектом цитирования и кинопародий, причём в большинстве случаев внимания удостаивалась легендарная сцена расстрела на Потёмкинской лестнице (в фильмах «Возвращение «Броненосца», «Гудбай, Ленин», «Голый пистолет 33 1/3», «Бразилия» и мультсериале «Симпсоны»).
    • еще 4 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • На одном из кораблей эскадры Черноморского флота видна трёхорудийная башня главного калибра. В 1905 году русских линкоров с трёхорудийными башнями ещё не было в проекте, а на броненосцах стояли двухорудийные башни главного калибра.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 24 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Немое кино прекрасно тем, что в нём нет места пафосу, напыщенности, в нём есть чистая идея и безграничное желание снять интересную историю. Зачастую такое желания и является первостатейной причиной успехов картин, ведь режиссёры снимают кино, которое сами хотя увидеть на экранах кинотеатров. Посему не удивительно, что революционная картина «Броненосец Потёмкин», в руках неудержимого Сергея Эйзенштейна стала всемирно признанной классикой кинематографа.

    Сейчас основной претензией массового зрителя к немому кино является медлительность повествования, отсутствие визуальной феерии и каких-либо диалогов. Но это никак не относится к «Броненосцу». Хватает всего несколько минут, чтобы понять, что в этом фильме есть что-то необычное, чего не было в картинах в раннего Фрица Ланга и Мурнау, а именно динамики.

    Пожалуй, впервые сцены снимались не с одного, не с двух, а с трёх и более ракурсов! Получая такие материалы, Эйзенштейн мог тасовать кадры как колоду карт, подбирая необходимою гармонию в повествовании. Так, например, не единожды в картине друг за другом монтируются кадры с изображением тревоги и храбрости, отчаянья и мужества, отчего картина наполняется неповторимыми эмоциями и динамикой.

    Вообще монтаж в данной картине главное и основное оружие режиссёра. С его помощью он помогает повествованию, показывая нарезку панорам, погружает зрителя в действие картины, а об эмоциональной составляющей было сказано выше. В данном плане Сергей Михайлович был новатором. Пожалуй, он понимал как скудно немое кино, поэтому и был нацелен на то, чтоб в его фильмах больше говорили эмоции, а не слова. Так лента во время показа сопровождалась музыкой Эдмунда Майзеля, в которой за исключением классических инструментов симфонического оркестра присутствовали различные шумовые эффекты. Позже во время реставрации в 1976 году в качестве музыкального сопровождения были выбраны композиции Дмитрия Шостаковича. Однако даже этот факт не смущает, и сцены расстрела мятежников выглядят настолько завораживающе и пугающе что берёт не просто шок, а настоящее потрясение! В самой знаменитой сцене, когда детская коляска спускается по ступенькам Потёмкинской лестницы, сердце останавливается.

    Заканчивая тему новаторства, стоит упомянуть главного помощника режиссёра, а именно оператора Эдуарда Тиссэ. Вся хвалённая эмоциональность кадра могла бы не состоятся, если бы картинка выглядела удручающе. Основной проблемой большинства картин того времени являлось плохое качество отснятого материала. То где-то темно, то где-то наоборот слишком светло в кадре, а где и вовсе испорчена плёнка. Однако в «броненосце» подобных проблем не наблюдается. Каждый кадр прекрасен, баланс идеален, от чего и фон выглядит ровным, и вся мимика актёров просматривается.

    Но не новаторством единым помнится этот фильм. В картине важна его смысловая нагрузка. Сейчас, когда миф об идеальности СССР развенчан, картину воспринимаешь как натуральную агитационную ленту с целью прославления нового режима. Не зря фильм и был поручен Эйзенштейну как работа к юбилею революции 1905 года. Но режиссёр смог вместить в неё идеи о едином обществе с равными правами, без гнёта царя и беззакония богатых. А вот что касается сюжета, то тут его попросту нет. Точнее он прост и банален. Ведь по своей сути «Броненосец» это документальное кино, или как признавался сам автор: «Действует, как драма, а построен, как хроника». Однако даже при большом желании невозможно обвинить в этом картину, ведь когда в кадре появится женщина с окровавленным ребёнком на руках, вы забудете обо всех внешних недочётах и не захотите вспоминать о не идеальности сценария.

    После просмотра остаётся немой восторг за то, что эту картину снял наш соотечественник, который не побоялся внести перемены, а стремился к самосовершенствованию и создал картину, которая на протяжении вот уже более 85-ти лет учит и вдохновляет режиссёров различных поколений. Кто знает, может быть Хичкок, посмотрев именно «Броненосца» решил применить подобную технику монтажа в своём «Психо», а Квентин, подражая Эйзенштейну, так же именует отдельные главы своих картин.

    без сомнений

    10 из 10

    7 января 2011 | 19:16

    Чего же нам ждать?
    Россия вся поднялась!
    Нам ли быть последними?


    Ну я не большой любитель советских фильмов в целом, но «Броненосца Потемкина» решил наконец-то посмотреть полностью, я очень много слышал про эту ленту знаменитого российского режиссера Сергея Эйзенштейна, и видел огромное количество отрывков и различных фрагментов, но фильм полностью я решился посмотреть только недавно и могу сказать что в целом «Броненосец» мне понравился, не то чтобы уж очень, но воспоминания и эмоции после просмотра в основном положительные. Конечно трудно было смотреть сам фильм, все-таки черное белое немое кино с очень жестокими сценами и крайне сложной темой революции смотреть не так то и просто, ведь лично мне даже показалось что кино шло два часа, вместо часа с копейками которое фильм идет в оригинале, эта относительно небольшая продолжительность совершенно не ощущается. Лента по содержанию очень тяжелая, все-таки согласитесь, что смотреть на то, как расстреливают безобидный народ и то как затаптываются дети не самое приятное зрелище, да и вообще тема революции начала двадцатого века как-то не очень приятна, ну лично мне, хоть я и очень люблю историю и все что с ней связано, но вот именно эти времена, начиная с 1905 и заканчивая 1991 мне как-то не очень интересны, точнее не очень приятны, ведь в период этого времени на различных воинах погибло столько народу, что мне даже думать то страшно, не то что писать, конечно в былые времена люди тоже гибли в огромном количестве, но тогда они отдавали свои жизни не так бессмысленно, хотя на эту тему можно очень долго и нудно дискутировать, да и не об этом сейчас, а о фильме, про сюжет которого я сейчас наверное и поведаю.

    Сюжет рассказывает про то, как в 1905-ом году на Броненосце Потемкине, который стоял пришвартованный у Одессы, начался бунт из-за того, что матросов начали кормить червивым мясом, которое как утверждает капитан судна нормальное, да и червяки совсем не червяки, а обычные мертвые личинки мух, которых можно убрать, промыв мясо рассолом. После повторения подобных случаев группа матросов во главе с матросом Вакуленчуком начинает мятеж, но практически мгновенно бунтари оказываются схваченными и приговоренными генералом к расстрелу, только вот на помощь к своим братьям приходят остальные матросы, которые спасают их от неминуемой гибели, правда при схватке Вакуленчук гибнет от пули одного из офицеров. Тело погибшего матроса доставляется в Одессу, где в последний путь проводить вдохновителя восстания приходит огромное количество человек. После оплакивания русский народ решился что пора им уже восстать против власти, правда практически сразу после этого на знаменитой Одесской площади собравшуюся толпу жестоко разгоняют прибывшие войска, которые просто бессмысленно расстреливают всех подряд, будь то женщина или же беззащитный ребенок…

    Короче говоря и так наверное уже слишком много рассказал про сценарий, так что на этом пожалуй закончу, так как фильм все-таки идет чуть больше часа, а я уже выдал практически весь сюжет, ну я думаю что про этот случай знают многие, все-таки российская история как-никак, такое надо знать, но все равно, про сюжет наверное все, а за сам сценарий я поставлю твердую пятерку, здесь никаких вопросов нету, хотя кое-какие недочеты все же имеются, но для картины такого года они простительны. Отдельного слова требует постановка, про которую в основном все и говорят, ведь Сергей Эйзенштейн стал одним из первопроходцев-новаторов кинематографа, ведь именно его стиль сейчас копируют многие режиссеры и постановщики, ну а в целом постановка была на высочайшем уровне, конечно в особенности запомнился раскрашенный советский флаг в цвете, это смотрелось очень ярко, красиво, да и попросту интересным, так что за постановку я ставлю пятерку и тут даже не обсуждается. В принципе неплохо отыграли и актеры, хотя никто из них мне особо не запомнился, ну да ладно, зато кино хорошим получилось.

    Итог: хороший, хоть и очень старый фильм, который может похвастаться новаторскими для тогдашнего времени манерами съемками и различными техническими приемами. Кино не для всех, но мне понравилось, так что моя оценка «Броненосцу Потемкину», классике не только советского кинематографа, но и мирового, довольно высокая, хоть и не максимальная, а именно:

    8 из 10

    14 марта 2011 | 16:45

    Еще один надутый пузырь, величайший из мифов киномира.

    Лубок и агитка — это точные, но недостаточно полные характеристики фильма. Скажите мне люди, а это вправду художественный фильм? Тогда где здесь главные герои? Где здесь вообще актеры? Фильм состряпан целиком из одних статистов: статисты ходят по команде рядами и потоками, строятся на корабле и висят гирляндами на мачтах в матросской форме, плывут мощным отрядом в парусных лодках и разбегаются по потемкинской лестнице от строя наступающих с примкнутыми штыками солдат. Они все делают, кроме одного: НЕ ИГРАЮТ, играть некому!

    На мой взгляд причина в том, что это фильм не режиссера Эйзенштейна, это фильм оператора Тиссэ! Тиссэ научил в этом фильме Эйзенштейна всему, чем владел. А мастер он, конечно, классный. Оператор великий. В фильме есть на что посмотреть с чисто изобразительной точки зрения. Единственная претензия к Тиссэ то, что он чересчур аффективен, красивость кадра кладет в ущерб реальности. Лично я не испытывал никаких чувств, глядя на события на экране: откуда взяться чувствам, когда видишь, что на экране сплошное позерство! Живописно расположенные группы матросов, живописные солдаты, живописные погибающие дети, живописная лестница, ставшая знаменитой (!) и живописная детская коляска! Я человек неверующий, но и меня покоробил живописный поп, выполняющий агитационную сверхзадачу создателей фильма.

    Коробят детали, такие, например, как выхоленные, чисто выбритые матросские морды, такие же, впрочем, как и берегового люда, включая босяков; плотно одетые люди, хотя события происходят жарким черноморским летом, собственно от чего и мясо слегка испортилось, так как его везла команда матросов целый день под горячим солнцем, а холодильников тогда не было и т. д. и т. п. Но детали — это уже зона ответственности неумехи-Эйзенштейна. Кадры ему Тиссэ выстроил, а все дальнейшее уже за пределами компетенции оператора.

    Не верю я Эйзенштейну и в нарочитом прямолинейном стремлении выжать слезу из зрителя: солдаты влегкую стреляют по маленьким детям; мать, держа на вытянутых руках окровавленного ребенка не уносит его прочь от опасности, но, напротив, прется прямо на штыки и зритель понимает, что она не мать, а выполняющая на потребу примитивному режиссеру задачу растрогать публику. Лично я не люблю, когда из меня столь примитивным способом дурака делают.

    Итак, фильм чисто операторский, без главных героев, без актеров (халява для бюджета!), скорее документальный с острым социальным заказом. Поставил бы единицу, но операторская работа действительно блестящая, а потому

    2 из 10

    25 января 2012 | 21:36

    Приступая к просмотру признанного шедевра Сергея Эйзенштейна, я примерно представлял себе сюжет, но то, что картина снята с таким размахом, даже не догадывался.

    Фильм основан на реальных событиях. Более того, сквозь каждый кадр сквозит документализм. Порой кажется, что на экране — хроника, что за кадром нет режиссера и съемочной группы.

    Очень важная черта «Броненосца» — то, что зритель чувствует свою эмоциональную вовлеченность в действие уже через считанные минуты после начала.

    Офицеры и судовой врач, не ставящие ни во что матросов, становятся практически вашими личными врагами. То, с какой ухмылкой врач констатирует, что мясо, кишащее червями, пригодно к употреблению, вызывает негодование и ненависть.

    Зато сцена, в которой «Потемкин» переходит в руки матросов, вызывает неподдельный катарсис.

    Но на этом все не заканчивается. Главная сцена картины — это все же расстрел простого народа на одесских ступеньках. Хладнокровие, с которым проводится массовое уничтожение невинных людей, просто поражает. Ситуации, когда одни должен убивать других, просто потому, что отдан соответствующий приказ, невероятно абсурдна.

    И даже то, что фильм заканчивается хорошо — броненосец, не вступая в бой с адмиральской эскадрой, идет дальше в светлое будущее, не позволяет забыть тяжелые ощущения от сцены насилия.

    Возможно, кто-то увидит в этом творении пафос и напыщенность, но для «Броненосец Потемкин» — картина, возвышающая человеческий дух и непоколебимую волю,

    8 марта 2011 | 16:32

    Гениальность — это непривычный взгляд на вещи. Гениальность Эйзенштейна — четкая фиксация зрителя на созданном образе, суть его сверхраскрытие и выход за привычные пределы, живущие в сознании рядового человека. В каждой своей работе Эйзенштейн являет событие с силой нестандартного, высокохудожественного подхода и к действию, и к его экранному воплощению.

    Вообще, понимаешь, насколько сильно повезло советской власти с тем, что ее певцом был именно он. Странный синтез художника, чьей природой является природа свободы и глашатая революции, который должен находиться в определяемых для него идейных рамках. Большая удача заключалась в том, что эти линии совпали и работали одна на другую, увеличивая могущество таланта Эйзенштейна, хотя, казалось, куда уже…

    «Броненосец» — яркое подтверждение вышесказанного. Это заказной продукт, определенный к 20-летию революции 1905 года. И конечно, Эйзенштейн не мог подойти к работе сухо и формально. То, что получилось, покорило многие миллионы всего мира. Сам фильм вошел во все истории кинематографа, стал хрестоматийным; а его отдельные эпизоды — наглядный пример вершин режиссерского, драматургического и операторского мирового искусства. Он был признан лучшим фильмом всех времен и народов многими опросами и критиками.

    Картина была отснята в рекордные сроки. Четко составленный план картины самим Эйзенштейном укладывался в каноническую форму классической драматургии со всеми ее атрибутами: завязкой, перипетией, кульминацией и развязкой. Именно следование этой формуле позволило фильму выдержать стройность композиции, единства и упорядочения действия; чего, скажем, в той же «Стачке» не наблюдается. Ничего отвлекающего от главного события. Вместе с тем, есть и похожесть со «Стачкой»: отсутствие центрального образа единоличного героя, в роли которого выступает народная масса.

    Схожесть со «Стачкой» обнаруживается и в ритмике, выраженной многими средствами. Это и ритмика монтажная, это и ритмика световая, это — ритмика действия. Отличным примером тому может служить «одесская лестница», сплошь состоящая из знаковых художественных и ритмических построений, которую за солидный возраст картины, пожалуй, разобрали тысячи раз на тысячи частей. Ритм задается шеренгой солдат, их ногами; ритм повторяется в статичных параллелях лестницы; ритмом выступают и выстрелы — все это и есть ритм движения, действия. Сам Эйзенштейн определял «сверхпредметность ритмического образа обобщения», выводящий зрителя на эмоциональный ритм, ибо эмоция — есть тоже результат движения.

    Примеров воздействия, облеченных в форму «Броненосца» в фильме огромное множество. Нарастание интенсивности, построение композиции, выявление фактур стихий и сами стихии, метафорически проявленные; динамика и геометрия отдельных линий и сама геометрия действия…Невозможно передать все полноту примененных образов и приемов, гениально исполненных и самим Эйзенштейном, и его соратником Тиссэ, непревзойденным визуализатором режиссерских идей. И в этом тоже особое мастерство: сказать все и больше без слов, применяя лишь доступные немому кинематографу средства выразительности, ограниченность которых сильно стесняла возможности художника; и при этом добиться результатов настолько впечатляющих, что и сегодня фильм «работает» на зрителя всей силой своей выразительности.

    Но, конечно, Эйзенштейн художественно перерабатывает историческую основу события, теряя ее достоверность, но представляя событие как знаковое явление, символ начала революционного движения. Например, он создает вполне счастливый финал братания с адмиральской эскадрой, что является исторической аберрацией; и вместо трагедии зритель получает позитивный финал. Конечно, реалии того времени в совокупности с идейной составляющей Страны Советов допускали подобные вольные интерпретации. Цель данной картины была вполне себе очевидна и она была достигнута в полной мере. Известнейшие люди того времени не только в России, но и за рубежом восхищались работой Эйзенштейна; в том числе и Чаплин, назвавший «Броненосец» «самой лучшей картиной в мире». Историческая правдивость подобных высказываний подкреплена временем. И по сей день «Броненосец» высоко реет ярко-красным знаменем, что раскрашивал вручную лично его создатель. И это уже никаким идеологиям и политическим режимам не сокрушить, поскольку искусство выше любых вождей и режимов.

    25 августа 2010 | 21:47

    Через десять лет этому великому фильму будет сто лет. А помнят ли? Из всех возможных тем в инфопространство благодаря сомнительному креативщику Питеру Гринуэю проникли лишь споры об ориентации Эйзенштейна. Правда или домыслы, но определенно вещи важные пропускаются мимо и даже ретушируются.

    А важно то, что «Броненосец „Потемкин“ один из лучших советских фильмов. Да и в истории мирового кино стоит особняком. Революционная тема наверное уже не всем интересна, но та экспрессия с которой снят фильм попросту завораживает.

    Уже с самой первой главы — «Люди и черви» мы оказываемся в воссозданной реальности. Эйзенштейн торопливо и динамично прокручивает перед нами известную канву событий. Показывает пресловутого врача, червей на мясе, брезент, эти дурацкие очки (или пенсне), сурового Вакуленчука. Это все настолько живо и подвижно, что возникает эффект хроники, будто странный человек из далекого будущего на машине времени оказался в гуще тех событий и заснял на смартфон некоторые нюансы.

    Вот многие превозносят сцену расстрела мирного населения на Потемкинской лестнице. Действительно, Эйзенштейн был там неимоверно выразителен. С жестоким холодком он фиксировал самые неприглядные моменты не спеша давать оценки. С этим у зрителя проблем возникнуть не должно было. Однако, я бы выделил финальный рейд кораблей. То, как изысканно камера разыскивала симметрию на палубе и в расположении судовых орудий заслуживает отдельных слов благодарности. В сравнении с этим кадры плывущих и стреляющих кораблей могут показаться не такими эффектными. Вполне вероятно, что так оно и есть, но впечатление производит величественное.

    Это гениальный фильм, который сам по себе является завершенным учебником режиссуры. Он близок к совершенству во всех отношениях. Сомневаетесь? Просто тогда внимательно почитайте «Неравнодушную природу» Эйзенштейна о логарифмических спиралях, несущих в себе образы равномерного эволюционирования в художественных композициях. Тут все непросто. Успех каждого его фильма не случаен. Стоит ли упоминать о гениальном монтаже?

    10 из 10

    16 июля 2015 | 03:21

    «Броненосец Потемкин» — немой художественный фильм, снятый Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Сценарий по которому снимали фильм, был основан на реальных событиях. Это история о восстании угнетенных, о воли к свободе.

    Первые кадры фильма: мы видим морскую волну, налетающую на гранитную плиту. Она отступает, но, набирая силу, вновь налетает на гранит. Вроде бы неважный момент, но как много в нем скрыто смысла.

    Ночью на броненосце один из офицеров вымещает свою злость на ни в чем неповинном молодом моряке. Всю команду кормят гнилым мясом. Матросы начинают бунтовать. Несколько кадров из фильма даже показывают личинок мух в этом самом куске мяса. Когда они отказываются есть приготовленный борщ, капитан Голиков приказывает расстрелять этих матросов. Но как только стволы винтовок наведены на бунтующих, Вакулинчук призывает к восстанию: «Братья! В кого стреляешь?». Тут-то и начинается восстание, жестокая схватка, окончившаяся победой бунтующих. Корабль словно оживает. Появляется откуда-то священник, доктор и бесконечное количество персонажей. Но погиб Вакулинчук: «И тот, кто первым поднял клич восстания — первым же пал от руки палача…».

    Следующие сцены выражают скорбь и прощание жителей Одессы с их героем. Митинг за митингом, народ кричит: «Долой жидов!» Яростные лица, сжимающиеся в кулаки ладони людей — как ярко Эйзенштейн показал людские разъяренные массы.
    Резкий переход к братанию горожан и моряков. Десятки белокрылых яликов спешат к броненосцу. Они везут с собой поросят и уток, в знак уважения и признательности.

    Психологически тяжелыми моментами наполнены эпизоды. Жестокие расправы с беззащитными и безоружными людьми. Как бесчеловечно и как реалистично, что может быть хуже? Ярость, возмущение, страх, боль — всё отражено, ничего не упущено, потому что всё это было естественно.

    Финал фильма сравним с определенным хэппи эндом. Одинокий броненосец «Потемкин» против целой адмиральской эскадры. Экипаж готов к бою. Но нет выстрелов, нет бойни. Нет, все иначе. Матросы с эскадры приветствуют матросов с мятежного броненосца. Победа. Гордо движется броненосец «Потемкин» между адмиральскими судами.

    В фильме нет одного главного героя, тут народ — вот кто главный персонаж. Нельзя считать этот фильм просто очередным художественным произведением кинематографа. Это больше. Сергей Михайлович снял фильм о революции — о ее необходимости, о способности бороться за свою свободу и права. Фильм передавал атмосферу Великой Октябрьской Революции, создает ощущение того времени, того энтузиазма и единства.

    23 апреля 2009 | 21:42

    Вот и думай после этого об истоках искусства, роли истории в развитии драматургии, тематической конъюнктуре художественных произведений. С одной стороны поносимая не самыми приличными словами идеологизированность советской культуры, с другой — шедевр и одно из начал мирового кинематографа, творческим импульсом для которого стала именно такая политическая ситуация, накрывшая сферу общественного самосознания колпаком агитационного назидания. Однако здесь видна скорее закономерность, нежели парадокс. Ибо «Потемкин» — это не только образец режиссерского мастерства, но и основополагающее теоретическое изыскание о создании визуального полотна и его воздействии на публику как в области эмоционального, так и в концепции логического осмысления событий. А любой теоретический скачек необходим в качестве понимания существующей обстановки и в искусстве, и в умах людей, куда обязательно проникает смута и ценностная растерянность в переломные моменты жизни народа.

    В эпоху становления советского государства молодая власть стремилась привить населению новые идеалы, которые должны были объединить нацию, направить ее к грандиозным свершениям во благо построения коммунизма и «светлого будущего». На это бросили все: от театра до музыки, от авиамоделирования до бумажной промышленности. И фильм Эйзенштейна в таком контексте являлся художественным воплощением своего времени. Он оказывал сильнейшее эмоциональное воздействия на зрителя, заставляя его то плакать, то смеяться, то сочувствовать, то ненавидеть, вместе с тем, ведя канву через плакатные истины 20-ых годов о единении рабочих, солдат и матросов в свержении самодержавного ига высокородных господ. Именно об этом говорил Ленин: «Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк». Ведь при всей постановочной сложности и монтажной кропотливости картина удивительно легка для восприятия и понимания, что в купе с драматическим накалом и соответствующим пропагандистским содержанием, делает ее лучшим инструментом в подчинении людей государственной идеологии.

    Однако с момента выхода этой ленты прошло 85 лет. Уже пересмотрены результаты Октябрьской революции, событий 1905 года, весь советский период видится в ином свете, но и сейчас «Потемкин» рождает шквал переживаний, погружает в историческую бурю тех времен, будто и не было целого века. Фильм пережил все пятилетки, всех генсеков, все застои и оттепели и стал эталоном эпического бытописания, кладезем монтажных находок, галереей изысканных и точных ракурсов и колоссом драматургического совершенства.

    Первое, что завораживает — огромное количество монтажных кусков. В своих статьях Эйзенштейн не раз отмечал ограниченность кинематографического языка без звучащей речи, он ощущал необходимость в слиянии слова и кадра в целостный образ мира героя и ткани кинематографического повествования. Целью фильма режиссер видел создание «внутреннего монолога», ведомого глубокими скрытыми волнениями, течением мысли и чувства, однако осуществление этого ему казалось возможным только в звуковом кино. Поэтому лишенный способности говорить, он замещал ее способностью показывать, и вкладывал в движение кадров многие строки художественного текста с подробным описанием характеров, ситуаций и подспудных причин развития сюжета. И они, будучи облачены в картины света, обрели иной голос и иную природу. Что потом и было названо «специфическими средствами кинематографической выразительности».

    Каждый кадр наполнен определенным символическим содержанием. Титр сообщает: «Тяжел и мрачен сон сомневающейся вахты», — но в этой фразе нет того образного ощущения, которое открывается в следующем эпизоде. Спящие в гамаках матросы, тесно, на разной высоте, будто заполняют узкое пространство телесной тяжестью. Полумрак каюты буквально прошит дыханием беспокойной думы, которая продолжается даже во сне. Зритель кожей чувствует напряжение и удушливую угнетенность. Или бешеный ритм финальных сцен, разрывающий экран чехардой картин работающих моторов, словно бьющихся в лихорадке предвкушения заключительного залпа, спешащих матросов, одержимых общим восторгом и ужасом, исполинской величественности орудий, разворачивающих свою грозную мощь народной ярости против царских супостатов.

    Если рассказывать о всех планах и стыковках эпизодов, то потребуется немало времени и текста. Ведь Эйзенштейн с намеренной скрупулезностью продумывал каждую секунду, старясь наделить ее невербальным смыслом, который бы ощущался сначала на древнем подсознательном уровне и лишь потом обретал логическую стройность. Важно, что мельчайшие части произведения словно живут в одном состоянии, направлены на реализацию общей темы и в равной степени проникнуты духом тех окаянных дней. Это единство целого и части было для Эйзенштейна диалектическим постулатом, в котором он видел гармонию искусства.

    «Броненосец «Потемкин» входит во все профессиональные списки «лучших фильмов всех времен и народов». Ибо он стал первым и наиболее ярким воплощением идеала искусства, называемого единством формы и содержанием. Сюжет, герои, декорации, свет — все экранное действо является материальной основой чувственно-мысленной картины, то есть существует одновременно и как средство творчества и как его целью. В этой работе Эйзенштейну удалось разрушить закрепощенность кино в рамках принципов театра и литературы и выполнить миссию художника, проникнув к глубинным истокам и причинам описываемого предмета, понять его трансцендентальное естество.

    17 июля 2010 | 21:26

    Разворачивайтесь в марше! Двадцать пятый год, Владимир Ильич едва ли успел удобно устроиться в земле, а птенцы уже выклёвывали друг друга из большевистского гнезда. Огромное бельмо на глазу, вооружившееся серпом и молотом, вызывающе игнорировало псевдомирные объединения капиталистов и усердно трудилось на союзной мифофабрике, старательно загоняя клячу истории. Словесной не место кляузе. Все, кто мог понять лингвистические экзерсисы краснокаменного Кремля, отплыли на философском пароходе, оставив в стране избирательный контингент в виде рабочих и колхозников, методы воздействия на которых должны были быть проще и нагляднее. Историческую обоснованность заветов дедушки Ленина решили доказать с помощью кинопленки, красной краски и легких передвижек летописных фактов в соответствии с направлением, указываемым правящей рукой. Какой? — Левой! Левой! Левой!

    Эй, синеблузые! Рейте! За океаны! Матросы броненосца «Князь Потемкин-Таврический» взбунтовались в ответ на отвратительные условия, простуженные холодным ветром Первой русской революции. Это коренное преобразование было окрашено либерально-монархическими цветами, алые оттенки социал-демократов терялись в общей палитре. Но в двадцатые годы историческая дотошность уступила место воодушевляющим указателям счастливого социалистического будущего. Где-то затушевать, а где-то выделить пожирнее — и вот портрет унтер-офицера Вакуленчука висит в одном ряду с основателями партии в качестве лица освобождения от поработителей. Ложка борща (и снова красный!) в тарелках моряков из народа как главное блюдо свободы, искомая искра, столь удачно оказавшаяся рядом с легковоспламенимым материалом. Оправданная ловкость рук, граничащая с мошенничеством, и воодушевляющая сила идеологии действуют эффективнее кляпа для сомневающихся. Ваше слово, товарищ маузер.

    Там за горами горя солнечный край непочатый. Закутавшись в красный флаг, Эйзенштейн не просто снял ленту о сочувствующих революции — он показал коллективное бессознательное, характерное для одной шестой части суши. Общность, увлеченность и непоколебимая вера — «Братцы!», независимо от возраста, национальности или партийного билета. Город, встрепенувшийся по зову справедливости, проснувшийся от дремоты безразличия, преодолев традиционную леность в надежде на силу простых истин: мы все равно люди, мы одной крови, мы — братья. Белые штыки получили шанс на возможное прощение — он длился ровно те несколько секунд, пока женщина поднималась к ним по лестнице, вооруженная лишь верой в пресловутое единство нации. В него особенно хочется верить тогда, когда цвет твоего лагеря совершенно неважен, когда праведная ярость за искалеченную судьбу брата не по крови, но по родству человеческой природы захлебнулась в водах Леты. Идеалистическая утопия, как и государство, на благо которого она создавалась, похожа на детскую уверенность в существовании Деда Мороза — многое бы отдал за подобную реальность. Пафос, сжатый в мятежно поднятом кулаке, и дерзкая краска на сером фоне как вызов всем тем, кто не верил. Не важно, с правой или с левой вы шагаете — главное, что шагаете в ногу.

    10 из 10

    23 января 2012 | 11:09

    Не буду говорить, что режиссер Эйзенштейн — гениальный человек, поскольку мало знаком с его творчеством. Но «Броненосец Потемкин» заслуживает самого пристального внимания. Смотрел его недавно, и больше всего запомнилась громовая музыка и местами забавные строчки текста между кадрами, когда актеры очень эмоционально выражают чувства на экране. И вообще мне интересна сама тема народных восстаний, как проявление воли и духа человечества.

    По сравнению с предыдущими фильмами того времени, что мне удалось посмотреть, «Броненосец Потемкин» действительно на следующем уровне киноискусства. Да, фильм черно-белый и все также немой, но на экране весь фильм столько энергии и эмоций, что просто не успеваешь отвести глаза от происходящего! Между прочим, был признан лучшим по признанию в Американской Киноакадемии в 1926 году.

    Даже если не особо интересуетесь историей, и немые фильмы не по душе, «Броненосец Потемкин» стоит посмотреть из-за музыкального сопровождения. Можно просто включить звук, и даже не смотреть на экран, ощущения необычайные!

    Зрелищность — 5
    Постановка — 5
    Актеры — 5
    Сценарий — 4
    Ожидаемость — неожиданно громко и эмоционально

    Мое слово — редкое эмоциональное кино, рекомендую всем!

    12 мая 2009 | 18:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>