всё о любом фильме:

Гавр

Le Havre
год
страна
слоган-
режиссерАки Каурисмяки
сценарийАки Каурисмяки
продюсерАки Каурисмяки, Карл Баумгартнер, Рейнхард Брюндиг, ...
операторТимо Салминен
композитор-
художникВоутер Зун, Фридерик Камбье
монтажТимо Линнасало
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  569.1 тыс.,    Германия  249.9 тыс.,    Италия  192.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время93 мин. / 01:33
Номинации (1):
Марсель Маркс, в прошлом богемный писатель, переселяется в портовый город Гавр и становится чистильщиком сапог. Занятие, хоть и не очень хлебное, дает Марселю ощущение пользы для людей. Поставив крест на своих писательских амбициях, Марсель вполне доволен жизнью, проводя ее между работой, домом и ближайшим кабаком.

Но однажды судьба сталкивает его с ребенком-иммигрантом из Черной Африки, а жена Марселя Арлетти тяжело заболевает. И вновь Марсель оказывается перед холодной стеной равнодушия и пробует победить слепую государственную машину, надвигающуюся на ребенка-беженца. Оружие Марселя — только врожденный оптимизм и поддержка многочисленных друзей. Сможет ли он победить в этой неравной борьбе?..
Рейтинг фильма
IMDb: 7.20 (14 325)
ожидание: 95% (215)
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
83 + 1 = 84
7.7
в России
93%
14 + 1 = 15
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Режиссёр фильма Аки Каурисмяки считал, что подобная история могла произойти практически в любой европейской стране. В поисках подходящего места для съёмок он проехал на машине побережье почти всей Западной Европы от Генуи до Нидерландов, остановив свой выбор в конечном счёте на Гавре.
    • «Гавр» — это первый фильм финского режиссёра Аки Каурисмяки на французском языке. В то же время ему уже приходилось снимать во Франции. За два десятка лет до этого там прошли съёмки киноленты «Жизнь богемы» (1992).
    • Пятую часть бюджета фильма покрыл финский фонд кино.
    • Идея фильма зародилась у режиссёра за три года до начала непосредственной работы над проектом. Сценарий был написан летом 2009 года, а съёмки прошли с 23 марта по 12 мая 2010 года.
    • Фильм «Гавр» стал десятой актёрской работой Кати Оутинен в фильмах Аки Каурисмяки. Впервые она снялась у него в 1987 году в комедии «Гамлет идёт в бизнес».
    • Персонаж Марселя Маркса получил свою фамилию в честь Карла Маркса. Персонажи его супруги Арлетти и доктора Беккера были названы в честь икон французского кинематографа Арлетти и Жака Беккера.
    • Режиссёр Аки Каурисмяки является большим любителем крепких напитков. На время съёмок картины он придумал правило для актёров и съёмочной группы: после каждых ста кадров все имели право на бокал популярного в этой местности яблочного бренди Кальвадос.
    • В 2012 году Финляндия выдвинула этот фильм на премию Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
    • еще 5 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 186 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Гавр — город на севере Франции, один из крупнейших портов страны.

    Фильм известного финского режиссёра Аки Каурисмяки. Лента рассказывает об одной из острых проблем во всем мире — нелегальной миграции политических, социальных и экономических беженцев. И как говорил сам режиссёр, хоть история и «нереальная», но она могла произойти в любой стране.

    Каурисмяки сознательно стилизует свою картину под старомодные фильмы, где простой рабочий класс может совершать подвиги, где идеализм никогда не презирался и любой человек может иметь слабое место. Режиссёр умело пользуется классическими приёмами кино, создавая при этом свою собственную атмосферу.

    Самое главное чему уделяет внимание режиссёр это — люди. Актёрский состав справляется со своими ролями замечательно, полностью перевоплощаясь в своих персонажей. Отдельных слов заслуживает и музыка, которая как всегда играет у Аки важную роль, дополняя атмосферу и настроение города.

    Не смотря на все сложные ситуации, возникающие у героев фильма, они стараются не унывать, помогать, любить, тем самым даря позитивный настрой зрителю. Также стоит отметить, что фильм, совершенно заслуженно, получил на Каннском кинофестивале приз ФИПРЕССИ.

    «Гавр» не занимает какую-то конкретную позицию и не предлагает варианты решения поставленной проблемы. Сценарист и режиссёр предлагают нам своего рода тёплый взгляд на сложные вещи. Фильм, как «заколдованный» порт во время шторма, кин0-убежище от реальной жизни. Аки Каурисмяки задумывал «Гавр», как первую часть трилогии о портовых городах разных стран. Хочется верить, что режиссёр не ограничится словами и создаст ещё замечательные, жизненные, душевные истории.

    8 из 10

    24 июня 2015 | 13:34

    Не снял бы Полански великолепные «Cul-de-sac» и «Che?», то Каурисмяки младший по-праву был бы моим любимым режиссером. Аки снимает отличные фильмы с уникальной атмосферой; весьма своеобразный товарищ коротко говоря.

    В 2006 году Каурисмяки выпустил в свет «Огни городской окраины», опус, который мне меньше всего нравится в его фильмографии, и следующие четыре года занимался лишь продюсированием (не считая короткометражки для альманаха «У каждого свое кино»).

    И вот Канн 2011, свежая работа Каурисмяки «Le Havre» номинируется на «Золотую пальмовую ветвь», становится лауреатом других премий и восторженных отзывов критики… я в ожидании.

    Навязчивая боязнь разочароваться (к всякого рода наградам и премиям я отношусь скептически) по ходу фильма начала перерастать в самое настоящее разочарование, а сам фильм начал мало-помалу напрягать.

    Беженцы, карикатурный детектив, порядочные и бескорыстные жители, умирающая от неизлечимой болезни жена …сначала я пытался узреть стеб, потом начал думать, что Каурисмяки начал романтизировать и морализировать (как Вуди Аллен в последнее время), пока не понял, что никакого стеба и насмешки в фильме нет, это обыкновенная жизненная история вывернутая наизнанку. Трагедия, которая в реальной жизни закончилась бы депортацией/арестом/увольнением/смертью (нужное подчеркнуть) с подачи Каурисмяки превратилась в сказку с диаметрально противоположным исходом.

    Воспринимать «Гавр» за чистую монету, сродни надежде не промокнуть под ливнем, накрыв голову газетой.

    На мой взгляд «Гавр» выделяется в стане работ Аки, при этом картина не лишена узнаваемого режиссерского почерка, одним словом — не лучший фильм, но своеобразный (достойный во всяком случае).

    П. С. Приятно вновь видеть полюбившихся актеров, но одновременно как-то дико осознавать, как они постарели..

    7 из 10

    23 апреля 2012 | 13:55

    Каурисмяки хоть и считается ведущим кинорежиссёром Суоми (говоря «финское кино», мы подразумеваем фильмы Аки), с некоторых пор предпочитает жить во Франции. Это обстоятельство наложило отпечаток на его творчество: «Гавр» — абсолютно синефильское творение. Поэтому просмотр вызывает смешанные чувства: не покидает ощущение, что показывают старое французское кино полувековой давности. Эффект близок тому, что произвёл немой «Артист», который был, конечно, радикальней по духу и форме, но это сравнение ничуть не умаляет достоинств «Гавра». Если «Артист» дал возможность перенестись в прошлое лет на 80, то «Гавр» — примерно на полвека.

    Новый фильм Аки не утратил характерный для автора пролетарский дух, вернее, сочувствие режиссёра рабочему классу. Эти симпатии роднят его с британцем Кеном Лоучем, который также является любимцем фестиваля на Лазурном берегу, неизменно возвращаясь оттуда с какой-нибудь наградой, как и Каурисмяки, которому в 2011-м вручили за «Гавр» премию международной кинопрессы. Это очень даже логично: кто, как не критики, будут упиваться торжеством стиля, скрупулезно воссоздающего эстетику старого доброго кино и характерные его особенности. Например, мизансцены здесь нарочито подсвечиваются софитами, а один раз освещение даже откровенно включается прямо в кадре.

    Если бы не сотовые телефоны и ещё пара-тройка малозаметных деталей, обозначающих современное время, это было бы абсолютное ретро. Снимать актуальное кино о симпатиях эмиграции из третьего мира (сюжет: чистильщик обуви по фамилии Маркс помогает скрываться от полиции темнокожему подростку-беженцу, который хочет попасть в Лондон), наверно, было бы слишком скучной задачей. Сохранив фирменный неспешный ритм, органично передающий заторможенное существование своих скандинавских соотечественников, Аки, не наступая на горло собственной песне, нашёл ему адекватное применение, замаскировав историю под французский нуар времен Мельвиля.

    В итоге получилась пролетарская утопия о жителях портового города, которые противостоят социальной несправедливости и буржуазному конформизму. Утопия об утверждении едва ли ни самого леворадикального призыва: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Для финского режиссёра — это не понты и не дешёвая попытка заигрывать с простым народом. За три десятка лет работы в кино, Аки так и не обуржуазился. Он всё также понимает и уважает чаяния простого человека. Так своё пристрастие к спиртному распространил уже на всю творческую группу: мало того, что герои фильма регулярно прикладываются к рюмочке, но и сами исполнители во время съёмок имели официальное право пить бренди.

    Алкоголь, видимо, помогал всем выйти за пределы реальности, может, поэтому в «Гавре» слишком много кино. Из-за этого некоторым будет сложно поверить в тотальный хеппи-энд. Но если не верить в счастливые концы, то зачем тогда вообще снимать и смотреть фильмы?

    10 августа 2013 | 20:48

    Иногда хочется забыть Кино и изобрести его заново. Почему? Попробую объяснить. Кино зашло в тупик. Индустрия есть, киносборы есть, творчество ушло. Остался «эффект кипучей деятельности» в виде фестивальных «шедевров» и жалких потуг на экране. Всё лучшее снято, главные сюжеты экранизированы, лучшие роли сыграны. Всё, конец истории.

    Но после просмотра «Гавра» хочется дать Кино ещё один шанс, так сказать «отсрочку ликвидации». И не потому, что история сногсшибательная, она проста и даже банальна, и не потому, что снято как-то очень круто, ничего особенного нет, и актёры вроде из кожи вон не лезут. И всё таки посмотрев эту картину хочется верить в людей, в их лучшие качества — в добро и сострадание, в красоту и благородство поступков. И в это, кажется, верят создатели фильма. Пусть будет незамысловатый сюжет и слегка скучный антураж. Всё прощается, когда настоящее искусство делает из меня одного абсолютно счастливого зрителя.

    30 июня 2014 | 03:42

    Каурисмяки нежно увещевает жителей Гавра, внушая им, что они не чета населению такого же портового Кале, нелицеприятную правду о которых откровенно рассказал Филипп Лиоре, опередив фантазёра своей полярно перекликающейся с этой картиной «Добро пожаловать», название которой можно было переиначить на содержательно ёмкое «Приезжим несдобровать» — так там всё было ясно и ненавистно, на все сто.

    Но финн, не обращая внимания на француза, расписывает местных горожан в красках радости и добропорядочной чистоты, убеждая, что они не такие страшные, какими их показал соотечественник: не травят нелегалов собаками, живо отзываются на нужду, помогая страдальцам всем миром, мирно провожая в неблизкий путь, обставив стукачей-одиночек благодаря содействию гуманного начальника, знающего цену правилам, отступая от них, если что.

    Обращаясь к французам, Каурисмяки вылепил нечто на тему «представьте себе». Представьте, что можно встретить незваных костей по-доброму, приходя на выручку в нелёгкий для жизни момент, тратя, как главный герой, время на поездки по городам, наведываясь в тот самый трагичный Кале, чтобы проложить перебежчику путь к дому, отправляя через холодный пролив.

    Делай добро и тебе воздастся сторицей: финский художник прибегает к божественному чуду, прося французов поверить в это и повторить благородство граждан Гавра, сплотившихся вместе, чтобы выручить чужака — невнятный призыв к совести и состраданию, возможно и так. Идеалистичный сюжет развивается в узком коридоре фантастического случая, претендующего на невозможную быль, в стремлении пересилить реальность, что злее мирных нравов, которые раньше, если и были, то теперь давно уже нет.

    11 марта 2012 | 11:04

    Простая жизненная история, обрамленная в человеческие переживания и перенесенная в прибрежный маленький французский городок под названием Гавр, что находится на правом берегу Сены и позволяет своим жителям жить относительно тихой и спокойной жизнью. Это место словно одна большая семья, вот только в ней разнится взаимопонимание и характеры, а соответственно в подобном мешке сена шила практически невозможно утаить. А посему человек с именем Марсель Маркс очень рисковал, укрывая самовольного эмигранта по обстоятельствам и скромного, умного, воспитанного чернокожего мальчика по характеру, которого звали Идрисса.

    Новость о нелегальных безбилетниках, которые, видимо, прямиком из африканского континента транзитом через Францию решили отправиться в близлежащую Британию, шокировала всех и каждого. Корреспонденты, репортеры, в каждой городской газете информация на главной странице, телевидение не обошло это несвойственное для маленького городка дельце, и, конечно же, прибыло множество полицейских, получивших приказ. Все были так заняты разглядыванием контейнера с населением афроамериканской внешности, что упустили из виду ловкого мальчишку, который будучи территориально дезориентированным, подумал было, что он уже в Лондоне.

    Аки Каурисмяки удалось создать этакую трагикомедию, свойственную любой из стран мира. Казалось бы, обычно воплощённая история, но в ней ощущается столько жизненной энергии, мощи, несмотря на всю просматривающуюся несложность изображенного. Зритель наблюдает за стареющим мужчиной в исполнении Андре Вильма, который изо всех сил пытается укрыть Идриссу, а заодно и помочь ему отправиться в запланированное место конечного следования. Естественно, что фильм не оставляет без внимания, например, проблематику основного героя, нас познакомят с некоторыми жителями города, Марселю Марксу придется терпеть выходки полицейских и ощущать на себе всесторонний прессинг.

    Но, все-таки, и не совсем главным является то, что было описано выше. А основное же, это то, что «Гавр» оставляет после себя, а именно — бесконечное чувство того, что ты принял солнечную ванну, которая подарила тебе позитивное настроение на достаточно долгое время. Фильм Каурисмяки словно заповедь, гласящая: «возлюби ближнего своего, как самого себя». И на примере картины мы видим, что содействие Идриссу со стороны постепенно входящего в старость Марселя, это больше, чем просто помощь.

    30 июня 2012 | 20:23

    Незамысловатая история о доброте, пропитанная французским обаянием и ностальгией по шестидесятым.

    Несмотря на то, что жизненная ситуация, в которую попадает главный герой фильма, кажется весьма драматичной, «Гавр» — на удивление спокойный и умиротворяющий фильм. Его главный мотив — надежда, а не отчаяние. Здесь нет большого накала страстей, но есть много уроков доброты и гуманности, которые не оставляют зрителя равнодушным.

    Марсель Маркс — главный персонаж, пожилой писатель, бедняк по достатку, но при этом — человек, по-королевски богатый душой. Для мальчика-иммигранта, случайно оказавшегося в Гавре, он становится настоящим ангелом-хранителем. Как кажется поначалу, Марсель одинок и потерян, но позднее зрителю открываются «истинные лица» остальных героев, и оказывается, что его окружают по-настоящему преданные друзья.

    Аки Каурисмяки в своем фильме представляет Францию идиллическим краем, потерянным во времени. Бедная обстановка, в которой происходит действие фильма, позволяет окружить героев старыми порядками и вещами, и тем самым попрощаться с XXI веком.

    Гавр, появляющийся в фильме, мало отличается от того, каким он был полвека назад, что делает этот фильм истинным удовольствием для любителей ретро. Музыка тех лет, используемая в качестве саундтрека, только усиливает это впечатление, а посмотрев «Гавр» до конца, начинаешь понимать, что такая атмосфера была выбрана режиссером не случайно.

    Ведь доброта и человечность — это тоже понятия, находящиеся «вне времени».

    8 из 10

    11 сентября 2012 | 20:26

    Не зря наверно у фильма хороший рейтинг и множество наград, и, возможно, более просвещенный зритель увидит в нем много талантливого и утонченного.

    Тем не менее, приведу свое мнение, которое скорее всего совпадет с мнением большинства людей, не сильно увлеченных арт-хаусом.

    Фильм скучен, невероятно скучен. Если бы я смотрел его дома, а не в кинотеатре, я бы не заставил себя его досмотреть.

    Диалоги, персонажи, да и сам сюжет — бледны. Возникает мысль, что, возможно, режиссер хотел показать жизнь, такой, какая она есть — но нет. В тех нескольких ситуациях где возникает какой-то «экшен» — герои ведут себя странно, слегка не адекватно. Особенно нереален и не целен персонаж комиссара, который сначала как ошалелый гоняется за никому не нужным негрятенком, потом зачем-то ему помогает

    Постоянно — затяжные кадры, по 10-15 секунд показывающие статичную картинку. Причем картинку, не отличающуюся никакой эстетической красотой. Да, красоты в фильме нету совсем — город сер, все персонажи стары, некрасивы и излучают ровно ноль энергии.

    Один из самых скучных фильмов, который я когда-либо смотрел

    4 из 10

    25 июня 2012 | 17:57

    Аки Каурисмяки не раз говорил о том, что любит счастливые финалы, и надеется на то, что зритель, выйдя из кинотеатра, увидит мир другими глазами. Однако он не умел врать и приукрашивать действительность — хэппи энды в его фильмах были очень своеобразными. Они отвечали реалиям жизни, современной героям фильмов, и были логическим продолжением показанных событий.

    В фильме «Гавр» режиссер изменил своему принципу. Он создал сказку, добрую, светлую, наивную, балансирующую на грани кинематографического китча. Но картина держится на уровне благодаря многочисленным аллюзиям к французскому кинематографу, финскому юмору и, конечно, фирменному меланхоличному акварельному стилю Каурисмяки.

    «Гавр» — сказка о чистильщике обуви Марселе Марксе, в прошлом богемном писателе, его больной жене Арлетти. А еще о добродушных булочнице, бакалейщике и хозяйке бара. Еще о комиссаре полиции Маре. О вьетнамце Чанге, обосновавшемся во Франции по чужим документам. О собаке Лайке, которая символизирует фантастическое и космическое в фильме. Все эти люди однажды объединились ради одной цели — спасти мальчика-нелегала из Африки любой ценой и отправить его в Лондон к матери. Марселю придется съездить в Кале, в лагерь беженцев, запугать начальника охраны, представившись негром-альбиносом. В это время булочница, у которой Марсель часто умыкивает багеты, прячет мальчика, а хозяйка бара с кучкой странноватых завсегдаев мониторит ситуацию снаружи. Зеленщик обеспечивает продуктами и средством транспортировки беглеца-мальца в порт… Жестокая государственная машина проигрывает на всех фронтах и мальчик, наверное, увидит Лондон — Каурисмяки оставляет эту историю с открытым финалом. Но для Марселя библейская заповедь сработала сразу… Нежные яркие краски цветущей вишни во дворе их дома — завершающий штрих великого мастера, его ода красоте и богатству жизни во всех ее проявлениях.

    Режиссер попытался рассказать о сложной и больной проблеме иммиграции языком киносказки. «Я забил на реализм» — говорил Каурисмяки. Он дал иммигрантам шанс жизни, которого у них часто не бывает, показал их душу и переживания, позволил достичь своей цели. Режиссер отмечал, что «в фильме я намеренно преувеличил лучшие качества человечества, которые не так часто можно встретить сегодня» и показал людей французской глубинки, далеких от политических расчетов и расовой неприязни — они, «маленькие» середняки, чувствуют необходимость в творении важных дел. В фильме нет негативных персонажей, за исключением прохожего на вокзале и соседа Марселя, которые звонят в полицию и сообщают о местонахождении мальчика. Государственная машина представлена только голосом префекта, с которым разговаривает Маре — Каурисмяки свел его к бездушному механизму. Сам комиссар как будто сошел с экранов классических французских фильмов — он добросердечен, совестлив, носит черное пальто со шляпой и ходит с ананасом под мышкой (явная отсылка к элементам абсурда в фильмах Тати).

    В последних фильмах Каурисмяки четко просматривается игра на контрастах — «Гавра», наивную сказку, он снял после своего самого мрачного и тяжелого фильма «Огни городской окраины». Скорее всего, это было попыткой показать другой, прекрасный мир, куда уплывали в поисках лучшей жизни герои его фильмов.

    *умилило выступление Литтл Боба — тряхнул стариной*

    7 из 10

    15 апреля 2016 | 00:31

    Выбрав яркую жизнерадостную цветовую гамму и предпочитая крупные планы Аки Каурисмяки был стилистически очень похож на поздние работы Алена Рене. Только вот, Рене не заходил так далеко — он практически за небольшим исключением, снимал милые и трогательные произведения.

    Таким же милым и ни к чему не обязывающим может показаться «Гавр». Ну чем может быть интересен писатель, который решил на старости лет пойти в чистильщики обуви с умирающей от рака женой? Однако однажды он познакомится с вооруженным представителем «Аль-Каиды», если верить французскому телевидению. А если верить своему собственному наитию, то перед нами образованный, умный мальчик, бегущий из своей страны в Англию, ожидая встречи с мамой. Нелегальный эмигрант.

    Приятно, что отношения между престарелым мужчиной и мальчиком лишены каких-либо подтекстов и намеков. Это вам не «Михаэль» Маркуса Шляйнцера. Тут все будет просто и по-человечески — в том и вся прелесть. Но самое важное, что в реальности Каурисмяки общество не кажется агрессивной средой. Наоборот, каждый конкретный человек, даже представитель власти, не лишен гуманности и человечности. Хотя по правде говоря, Каурисмяки точен в изображении задора с которым власти ищут беглеца. Тут приходит на ум простая аналогия — вероятно, лет 70 назад похожим образом в Гавре спасали евреев, прячущихся от нацистов. Правильные струны затронуты, но без обличения и морали. Наоборот, жизнерадостно и с юмором. С улыбкой нации, которая читала «Молчание моря» и восхищалась Антуаном Сент-Экзюпери.

    Неожиданный музыкальный антракт в виде классного рок-н-ролла лишь дополнительная изюминка в этой жизнерадостной картине.

    Для меня очень важно, что Каурисмяки не нокаутирует зрителя подробностями. Он позволяет зрителю согласиться с возможностью Чуда. А если так, то картина совсем небесполезна и вовсе не ограничивается социальным контекстом.

    10 из 10

    4 сентября 2013 | 11:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>