всё о любом фильме:

Спартак

Spartacus
год
страна
слоган«More titanic than any story ever told!»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийДалтон Трамбо, Питер Устинов, Колдер Уиллингэм, ...
продюсерЭдвард Льюис, Кирк Дуглас, Эдвард Мюль
операторРасселл Метти
композиторАлекс Норт
художникАлександр Голицин, Роджер Форс, Эрик Орбом, ...
монтажРоберт Лоуренс, Ирвинг Лернер
жанр боевик, триллер, драма, мелодрама, приключения, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
СССР  63 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время197 мин. / 03:17
Номинации (5):
История гладиатора Спартака, его возлюбленной Варинии и честолюбивого римского полководца Красса. Непреодолимая тяга к свободе заставляет Спартака поднять легендарное восстание рабов, ставшее важнейшей вехой мировой истории.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
48 + 2 = 50
8.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Стэнли Кубрик взялся за постановку картины после того, как исполнитель главной роли Кирк Дуглас повздорил с режиссером Энтони Манном. По словам Питера Устинова, сцена на соляных копях была единственной, которую успел снять Манн.
    • От постановки отказался Дэвид Лин, а Лоуренс Оливье не захотел совмещать актерские и режиссерские функции.
    • Будучи сопродюсером фильма, Кирк Дуглас сумел настоять на том, чтобы к работе над картиной были привлечены находившиеся в то время в «черном списке» кинодраматург Далтон Трамбо и актер Питер Брокко.
    • Кубрику не был предоставлен контроль над сценарием, который он считал «глупым морализаторством». С тех пор Кубрик полностью контролировал производство своих картин.
    • Из 167 дней, потребовавшихся Кубрику для съемок фильма, шесть недель ушло на постановку масштабных боевых сцен, в которых 8500 статистов воссоздавали сражения между римскими войсками и армией Спартака.
    • От роли Варинии отказались Ингрид Бергман, Жанна Моро, Эльза Мартинелли и Джин Симмонс. В итоге ее должна была сыграть Сабина Бетманн, однако, когда Кубрик пришел в проект, он уволил эту актрису и вновь пригласил Симмонс, которая на сей раз приняла его предложение.
    • Сценарист Далтон Трамбо хотел, чтобы роль пирата была отдана Орсону Уэллсу. Но ее в итоге исполнил Герберт Лом.
    • Чтобы привлечь звезд на роли второго плана, Кирк Дуглас давал им разные варианты сценария, в которых образы их героев выглядели наиболее предпочтительно.
    • По слухам, Тони Кертис, уставший от долгих и изматывающих съемок, спросил Джин Симмонс: «С кем нужно переспать, чтобы убраться с этой картины?». На это Симмонс ему ответила: «Когда узнаешь, дай мне знать».
    • Оператор Расселл Метти покинул съемки, жалуясь на то, что Кубрик не дает ему работать. Когда же Метти все-таки вернулся на съемочную площадку, Кубрик продолжал на него давить, да еще взял на себя большую часть операторской работы. Метти был этим очень недоволен и даже хотел, чтобы его имя изъяли из титров.
    • В фильме Спартак был рабом с рождения. На самом деле он служил во вспомогательных войсках римской армии, дезертировал, но был пойман и продан в рабство. Об этом было известно Стэнли Кубрику, но он счёл такой сюжетный поворот недостаточно героическим.
    • Юлий Цезарь не командовал гарнизоном Рима, и в принципе не мог командовать, так как на момент событий фильма в Риме попросту не было гарнизона.
    • В реальности Красс не горел желанием преследовать армию Спартака. Считается, что решающее сражение началось с попытки рабов заманить римлян в ловушку. Кроме того, Красс фактически выиграл битву в одиночку — роль Помпея ограничилась уничтожением 5000 бежавших с поля боя рабов.
    • События сцены «Я — Спартак!», как и всех последующих, являются выдумкой сценаристов и не имеют под собой исторического основания: большинство источников сходится в том, что Спартак погиб в бою.
    • На самом деле Спартак был лишь одним из руководителей восставших рабов, а не единоличным лидером, как показано в фильме.
    • Фильм был повторно выпущен в советский прокат в 1984 году, и его посмотрели по 28,2 млн. зрителей на серию при тираже 1171 копия. Общее количество проданных билетов на «Спартак» в СССР составило (с учётом двух серий) 178,4 млн. Даже при средней цене в пределах 30 коп. кассовые сборы фильма в советском прокате могли исчисляться суммой 53,5 млн. рублей, что по тогдашнему официальному валютному курсу равнялось бы $86,3 млн.
    • Фильм занимает по итогам первого выпуска в советский кинопрокат 5-е место по посещаемости среди зарубежных лент.
    • Фильм снят по одноименному роману Говарда Фаста.
    • еще 15 фактов
    Трейлер 02:51

    файл добавилAmore

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 788 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Великая история, снятая великим Стэнли Кубриком. В ролях великие Кирк Дуглас (Спартак), Лоуренс Оливье (Марк Красс), Питер Устинов (ланиста Батиат). Четыре Оскара, в том числе Устинову, но не Кубрику, по обыкновению.

    А в принципе — великая хренотень. Что признавал, по большому счету, и сам Кубрик, считая сценарий глупым и пафосным, навязанным студией. Его предыдущий фильм с тем же Дугласом, «Тропы славы», на порядок жизненнее, причем примерно на ту же тему — война и роль личности, пусть и пару тысяч лет спустя.

    Никаких претензий к актерам. К режиссеру и оператору, к костюмерам и композитору. Все молодцы. Но сценарий (не по Джованьоли, что характерно, а по роману американца Фаста) — кромешный ужас.

    Дикое количество ляпов исторических, история самого Спартака переврана от и до. От начала пути и до смерти — ну бред просто. В фильме он от потомственного раба в каменоломнях (читай — тупой и сильный) за полгода дорастает до мудрого стратега, выдающегося бойца, отца народов и мудрого правителя. С какого хрена, позвольте спросить? Я тоже так хочу. Лагерь гладиаторов кишит детьми и женщинами. Закаленные легионы республики в единственной показанной битве сражаются как ополченцы, не знающие ни строя, ни команд. Не говоря уж о «генерал» и «сир» в устах патрициев.

    По уровню историзма — рядом с «Гладиатором» и «Робин Гудом» Ридли Скотта. Бред и ересь. Но тут Кубрик не виноват. В отличие от Ридли.

    11 июня 2011 | 22:08

    До начала просмотра была надежда, что фильм снимался по классической книге «Спартак» Рафаэлло Джованьоли. Потому что та книга с детства вызывает у меня до предела трепетные чувства. Так что списать ли это на сентиментальность и ностальгию, или же на то, что остальные романы про Спартака и правда сюжетно слабее того столь покорившего произведения, но фильм не вызвал при просмотре особо неистовых ощущений. Постоянно вспоминался роман Джованьоли, его проработанный психологический фон, выписанный до мелочей быт, словно стояли перед глазами иссиня-чёрные кудри и белоснежная кожа Валерии, томной и нежной матроны, и аквамариновые глаза и рыжеватые волосы коварной куртизанки Эвтибиды…

    Однако это не означает, что фильм вызвал отторжение, что от просмотра стало худо. Нет, смотрелся он даже легко и быстро, несмотря внушительную продолжительность. То, что возлюбленная Спартака тут рабыня, отвечает за необходимую душещипательность. Лагерь гладиаторов на отдыхе умилителен, фокусы, которые показывает молодой юноша, его поэзия — увлекают. Недурные костюмы, которые хорошо к тому же сочетаются друг с другом и с интерьерами в цветовой гамме, а выбор колорита это довольно ответственное мероприятие. И конец содержит в себе человечную и обнадёживающую установку: если хоть один ребёнок, которому суждена была жизнь раба, стал свободным, то значит не напрасны жертвы, не напрасна борьба, пусть даже полегло целое войско, ведь если хоть одного человека удалось вырвать и отспорить у вроде бы неотвратимой доли, то и для других перемена участи возможна.

    Но что больше всего придавало повествованию остроту, оживляло, обеспечивало характерные, индивидуальные черты, так это два персонажа второго плана. Ланиста (то есть хозяин гладиаторской школы) Лентул Батиат, прижимистый, чующий свою выгоду, плутоватый, постоянно себе на уме. И сенатор, пухленький, тучный, питающий слабость к самым прихотливым и желанным дарам жизни, особливо же к окружению из обаятельных прелестниц. Разговоры Батиата с сенатором чудесно разряжают обстановку, а в конце они и вовсе совершают, хоть в том числе и по своим сображениям, достойный поступок. Что и завершает печальную, но таящую неподвластное времени притяжение легенду о самом известном на свете фракийце.

    30 мая 2013 | 00:41

    Древнеримская Аппиева дорога, которой еще предстоит познать миллиарды стирающих протекторы покрышек и запах синтетических бургеров из пристроившихся забегаловок, двадцать с небольшим веков назад имела очень непривлекательный вид. По обе её стороны нескончаемой вереницей возвышались грубо струганые кресты, на которых ветер шевелил остатки разложившихся за многие годы тел бывших рабов, выбравших путь Спартака.

    Редкий герой античного мира имел такую известность в нашей стране как этот фракиец-гладиатор. Правда, большая часть населения писало на стенах его имя почему-то из-за любви к короткому перепасу парней в красно-белых майках с номерами. Но людей, внимательно штудирующих учебники истории или плакавших над романом Рафаэлло Джованьоли, тоже было в достатке.

    И, понятное дело, к легионам почитателей славного имени добавились стройные центурии киноманов, имеющих возможность вплоть до начала перестройки наслаждаться пеплумом Стенли Кубрика на широких советских экранах.

    Суровое, с мужественной ямочкой на подбородке, лицо Исера Гершелевича Даниеловича, более известного зрителю ролью папы Майкла Дугласа, стало символом сметающего всё на своём пути движения к свободе. Мускулистый раб ломал полководческие жезлы завоевателей, срывал пурпурные тоги с обрюзгших вельмож и менял сундуки с реквизированными драгоценностями на призрачные паруса пиратских кораблей.

    Достойным противником бывшего гладиатора выступил консул Марк Красс. Шикарный и величавый Лоуренс Оливье выделялся на экране аристократизмом и уверенностью в своих деяниях. Именно он являлся властителем мира, как реального исторического, так и художественного кинематографического. Не имея противовесом значимости такого соперника, слава Спартака, без сомненья, потускнела и со временем бы завяла среди множества подвигов других героев. Но Красс, несмотря на своё несметное богатство и самую мощную на свете армию, остался в памяти потомков лишь усмирителем повстанцев. Потому что не залил Вечный Город кровью и плел паутину заговоров, в основном, ради денег и влияния.

    А вот символ власти и мировую известность перехватил более шустрый Гай Юлий Цезарь, ходивших в протеже Красса. Джон Гэвин по воле создателей картины был задвинут на второй план, несмотря на звучное имя персонажа. В достойную компанию к Лентулусу (Питер Устинов), Криксу (Джон Айрленд), Антонию (Тони Кертис).

    Но Голливуд не был Голливудом, если бы не попробовал использовать проверенные деньгами зрителей ходы. Роковая красавица (кстати, в большой предсъёмочной сваре главную женскую роль удалось отхватить многообещающей Джин Симмонс), минимальная историческая составляющая. А главное, попытка пройти путём недосягаемого на тот момент «Бен Гура». Именно направляющая генеральная линия продюсерской группы во главе с вездесущим Кирком Дугласом заставила Стенли Кубрика искать пути для дальнейшей авторской самореализации и переехать в Англию.

    И всё-таки картина получилась замечательной. Снимая исторические фильмы, очень трудно уложить свой труд в ожидаемые рамки. Одни только батальные сцены заставляют режиссера терять здоровье в прямой зависимости от объема сражений. Возможно, полученная доза стресса заставила Кубрика экспериментировать в других жанрах — от научной фантастики и психологической мистики до военной мелодрамы, не окунаясь более в мутные реки масштабных пеплумов.

    В ленте полувековой выдержки Спартак принял смерть Христа. Рабства его порыв не отменил, наоборот, ещё два долгих тысячелетия большая часть человечества находилась в беспрекословном услужении цивилизованным господам. Но и значимость тех событий не уменьшить, особенно учитывая, что историю пишут победители, которым в этом случае не удалось скрыть свой страх перед побежденными невольниками.

    Viva Spartacus! Аплодисменты Кубрику! И браво, кинематографический 1960 год! Все четыре фильма этого года, что я смотрел (ещё «Великолепная семерка» Джона Стерджеса, «Психо» Альфреда Хичкока и «Сережа» Георгия Данелия) достойны Золотого Фонда.

    26 ноября 2010 | 23:28

    I. О хронометраже словечко молвить позвольте:

    Итак, представим себе лестницу. Наша задача — подниматься по ней. Не зная ещё, сколько по ней ступенек пролегает, мы ухмылкою тешим себя, ступая по первым из них. Мы считаем, что лёгкая это миссия — на самый верх дома взойти. Ан нет, чем дальше, тем труднее нам, вот уж и одышке начало, а вот и славной участи сердцебиение, венец которому — наша долгожданная смерть…

    Прекрасный русский новеллист, подобный англичанину Сомерсету Моэму по его мудрости, Чехов Антон Павлович, произнёс некогда очень важную для творцов фразу: «Краткость — сестра таланта». Он был невероятно прав. Лишь гениям неподвластны ни критерии, ни условия создания, и на самом деле гениев гораздо меньше, нежели нам кажется. К сожалению, как бы нам ни хотелось, знаменитый и загадочный режиссёр Стэнли Кубрик к гениям не относился, даже ему не удалось совладать с тем, что попортило кровь многим уважаемым режиссёрам — с хронометражем фильма. Редко когда фильму продолжительностью в три часа с лишним удавалось полностью завладеть вниманием зрителей, тем более — стать культовым на все времена.

    Кубрик всегда питал страсть к длинным и медленно разворачивающимся историям. В этом плане он не был одинок: во времена старого Голливуда многие считали хорошим тоном приличное время для фильма. Приверженцами «длинных историй» привычно называют Мартина Скорсезе, Орсона Уэллса, Уильяма Уайлера, Фрэнсиса Форда Копполу и многих других. В современное время хронометражем в три часа иногда балуются такие личности, как Дэвид Линч («Внутренняя империя»), Стивен Спилберг («Список Шиндлера»), Квентин Тарантино (если считать за один фильм историю «Убить Билла»), а также громогласный Джеймс Кэмерон («Титаник»).

    Есть лишь один, на мой взгляд, жанр, где огромный хронометраж оправдывает своё присутствие — это военные фильмы. Им можно длиться хоть три, хоть четыре часа. Войны длятся годами, и передать все чувства, связанные с ней, за полтора часа никак нельзя. Невозможно. Собственно говоря, это редкость для меня — вытерпеть длинный фильм, я предпочитаю золотую середину — два часа, как правило, это можно выдержать. Поэтому в моём случае военные фильмы всегда исключения из правил, я их могу и несколько часов смотреть, потому что как можно подробнее рассказывать о военном времени — верно, справедливо. Нельзя забывать то, что было, и было серьёзным.

    К чему я веду? Жанровая принадлежность фильма «Спартак» — исторический фильм. Но не военный. И мне было невероятно сложно смотреть этот фильм Стэнли Кубрика ещё и потому, что фильмы об исторических эпохах — мои самые нелюбимые. Особенно слишком далёкие от меня, какой-то там Рим и всё прочее в подобном духе… Не нравится мне это.

    Однако имя Стэнли Кубрика заставило меня искать его фильм «Спартак», а затем и смотреть, причём без всякой перемотки. Да, честно сознаюсь, начинал смотреть этот фильм, как приговорённый — от каждой минуты ожидал казни.

    А в итоге родился парадокс. Вроде бы фильм хороший, но затянутый. Вроде бы мучился сильно при просмотре, а впечатления — неплохие. Вроде бы мало что запомнилось, а ощущение опустошения — словно посмотрел шедевр. С чего бы?

    Да с того, что парадокс этот родился неспроста. И имя этому парадоксу — Стэнли Кубрик.

    II. Самый Противоречивый Американский Режиссёр, Творец Американского Кинематографа:

    Он ломал американское кино, создавая его. Он был истинным режиссёром. Стэнли Кубрик.

    Он снимал фильмы без оглядки. Снимал то, что интересовало, то, что было близко, то, что трогало его душу. Он любил свои фильмы, и отдавал им всего себя. Он был «серым кардиналом» — тем, кто привык смотреть на мир свысока, когда остальные копошатся и что-то ищут. Он не искал, он знал, где то, что ему необходимо. Зная, он снимал фильмы. Необычные, пророческие, вечно отличные друг от друга.

    Он был ироничен. Гротескно — «Доктор Стрейнджлав…».

    Он был эротичен. Гротескно — «С широко закрытыми глазами…».

    Он был грубоват. Гротескно — «Заводной апельсин».

    Он был ненормален. Гротескно — «Сияние».

    Он породил гротеск в американском кинематографе. Свой гротеск, который, подобно редкому камню, переливался всеми оттенками и светлого, и тёмного. То был гротеск противоречия, самого бытия…

    Он был разносторонним режиссёром без преувеличения. Ему поддавались все жанры кинематографа.

    Он никого и ничего не покорял. Он снимал фильмы.

    Мир для него был огромной съёмочной площадкой.

    В возрасте семидесяти лет его не стало. 7 марта 1999 года.

    Да, он снимал непонятные фильмы. Для кого-то — скучные фильмы.

    Без него — грустно. Он привносил в американское кино нечто такое, отчего становилось интереснее жить, размышлять и радоваться жизни. Кто предскажет нам будущее, если Кубрика нет? Так резко и метко — никто. Пророки ещё живут в кинематографе. Вернее, доживают свои года.

    Фильмы Кубрика не были в числе моих любимых фильмов. Но отрицать талант самого Кубрика не могу — он был талантливой личностью. Мне сложно писать отзывы на его фильмы. Восприятие его интерпретации истории мне чуждо. Чуждо, потому что он видел то, что мало кто способен увидеть.

    Реальность.

    III. Собственно, о самом фильме:

    1) Сценарий:

    Сюжет от Ховарда Фаста о Спартаке, гладиаторе, возглавившем бунт римских рабов ныне банален, я бы сказал — истёрт самим жанром исторических фильмов. Тем не менее, он почему-то симпатичнее, нежели сюжет «Гладиатора» Ридли Скотта. А ведь между этими фильмами лежит пропасть в 40 лет…

    Отличие состоит (по крайней мере, для меня) — в отсутствии фальши в «Спартаке» и в присутствии её в «Гладиаторе». «Спартак» — фильм не однобокий, в нём развито несколько историй: и жизнь Спартака вместе с его верными людьми, и жизнь римского Сената с его знатью, и жизнь красивой женщины. В «Гладиаторе» тоже есть параллельные истории, но все они смотрятся неестественно, видно, что Скотт уделил внимание форме, нежели содержанию, в то время, как Кубрик поставил на внутренний мир и развитие его у персонажей. У Кубрика нет ровным счётом ничего исключительно ради картинки, фон задают разве что огромные армии противоборствующих сторон.

    Учитывая то, что в 1960 году технологии заметно уступали технологиям 2000 года, логичнее отдать пальму первенства «Спартаку», так как задача его создателей была намного тяжелее, нежели у Ридли Скотта и его помощников.

    2) Актёрская игра:

    В «Спартаке» сыграл целый сонм замечательных актёров.

    а) Кирк Дуглас (Спартак): я не представляю себе на роль Спартака никакого другого актёра, кроме Кирка Дугласа. Это восхитительный актёр на подобные типажи, роли волевых людей, которых не так-то и легко сокрушить. Его герои, к тому же, добры в глубине душе, и они не могут не вызывать к себе симпатии зрителей. Что касается физической формы, то Дуглас — старший доказал её участием ещё в 1949 году — в фильме Марка Робсона «Чемпион», где он сыграл упрямого боксёра. Одним словом, это отличный актёр. Он родился 9 декабря 1916 года.

    б) Джин Симмонз (Вариния): очень естественная актриса, по-настоящему красивая, в ней есть шарм, тот самый, старый голливудский, которым восхищались простые горожане, обсуждая в разных кафе внешность той или иной актрисы. Хотя Симмонз не обрела культовый статус, подобно Натали Вуд или Мэрилин Монро, она стала очарованием «Спартака», которое не забывается и после просмотра. Она родилась 31 января 1929 года.

    в) Лоуренс Оливье (Красс): этот британский «мистер Обаяние» до сих пор считается эталоном актёра, и не случайно. Он органичен в любой роли, а если роль ещё и хорошо прописана сценаристом и от режиссёра видится понимание внутреннего мира персонажа, то герой Лоуренса Оливье обречён на вечную славу. Это один из таких случаев. Однако, всё же считаю, что Оливье слишком безупречен и поэтому отталкивает зрителей своей отточенной игрой. Он не вызывает сочувствия. Восхищение — да. Сочувствие — нет. Ещё живой классик литературы Джером Сэлинджер в своём произведении «Над пропастью во ржи…» описал игру Оливье в американском театре, метко подметив, что тот гениален, но как-то неинтересно гениален. Тем не менее, роль Красса в «Спартаке» хороша в дуэте с ролью Кирка Дугласа. Лоуренс Оливье родился 22 мая 1907 года — умер 11 июля 1989 года.

    г) Чарльз Лоутон (Гракх): тонкое понимание сущности своего персонажа — софиста и интригана, из различных случаев ткущего свою хитроумную паутину для ненавистного Красса. Достойный актёр в дуэте с Оливье. Особенно выразителен взгляд. Чарльз Лоутон родился 1 июля 1899 года — умер 15 декабря 1962 года. «Спартак» — последняя из его известных работ.

    д) Джон Гэвин (Гай Юлий Цезарь): персонаж Гэвина совершенно на заднем плане где-то, что для такого знаменитого римского полководца удивительно, однако и сценарист, и режиссёр логично расставили акценты. В принципе, обычный актёр, обычная игра. Джон Гэвин родился 8 апреля 1928 года.

    е) Тони Кертис (Антонин): пожалуй, тот самый случай, когда и персонаж, и актёр присутствуют в фильме «для красоты и авторитета». Почти проходной герой, за исключением пары нюансов. Для такого длинного фильма он действительно не столь важен. Но надо отдать должное — актёр сыграл своего героя без намёка на халтуру. Тони Кертис родился 3 июня 1925 года.

    ж) Питер Устинов (Батиат): несмотря на талантливых Кирка Дугласа и Лоуренса Оливье, этот актёр переплюнул их, по праву заслужив «Оскар» за роль второго плана. Это яркая роль плута, льстеца и торговца в одном флаконе. Абсолютно все эпизоды с участием Устинова интересны, голос актёра удачно передаёт его внутреннее состояние, эту несколько ироническую, несколько трусливую жилку в характере персонажа. Следует учитывать, что это единственный комический, а не трагический герой в фильме. И он придаёт фильму некоторое оживление, привносит атмосферу приятную и забавную. Надо видеть, как вытягивает из окружающих деньги герой Питера Устинова. Обаятельный мошенник.
    Питер Устинов родился 16 апреля 1921 года — умер 28 марта 2004 года.

    д) Также стоит отметить игру следующих актёров: Чарльз МакГроу (Марцелл); Джон Дэлл (Глабр); Джон Айрлэнд (Крикс); Вуди Строуд (Драба); Херберт Лом (Тигран Левант) — каждый из них по-своему привнёс колорит в фильм Стэнли Кубрика.

    3) Работа композитора:

    Алекс Норт в качестве композитора и дирижёра просто поразил меня. Музыкальный ряд к «Спартаку» поистине эпохален и незабываем. И он очень подходит фильму, практически под каждый его эпизод, музыка, если не ошибаюсь, не смолкает ни на минуту, либо громоподобно освещая путь истории, или тихо-мирно провожая зрителя в интриги римского Сената. Я искренне советую этот фильм именно ценителям хорошей музыки. «Спартак» в этом плане незаменим.

    «Спартак» — один из фильмов Стэнли Кубрика. Тем и запомнится поколениям. Славно запомнится.

    «Если бы Рима не было, о нём следовало бы мечтать…» (Красс).

    1 октября 2007 | 00:01

    «Morituri te salutant»

    При знакомстве с творчеством Кубрика первая мысль, которая сразу посетила меня после просмотра этого фильма, была такова: «Палец на отсечение, что Мастер остался недовольный этим фильмом…» В чём, в принципе, я гораздо позже убедился хотя бы из нижеприведённых комментариев.

    Вообще фильм несёт до сознания двоякое мнение: с одной стороны, ошеломляющая постановка, масштабная во всех смыслах, особенно для далёкого 1960 года, а с оборотной стороны медали — фильм выпадает из стиля, мышления Кубрика… Сама тема интересная, но сценарий сильно утрирован и сведён к банальному героическому эпосу. Уж слишком сильная идеализация самого Спартака и его соратников. Затравленность и унижение раба вряд ли давали плоды такого благородства к своим хозяевам, как показано в фильме, в большинстве случаев это были злоба, месть, ненависть…

    Несмотря на идейность фильма, сцены боёв поставлены очень дотошно и качественно. Также хочу обратить внимание на понравившуюся сцену общения Варинии с Крассом ближе к концу фильма — очень интересно проработано поведение Варинии: человек практически был рождён рабом, и это вживлённое рабство, несмотря на её выдержку, даёт результаты определённого смирения и аэмоциональности о жизни и смерти её единственного возлюбленного Спартака и их ребёнка.

    В целом, ценю этот фильм за то, что он есть, так как если разбираться с технической стороной фильма, Кубрик, снимая про рабов, сам оказался рабом, заточённом в одногранности сценария. Именно это послужило для Кубрика толчком для понимания, что если ты хочешь быть довольным результатом, ты должен сам контролировать все аспекты фильма: начиная от сценария и съёмок — заканчивая монтажом.

    1 января 2009 | 13:23

    Кто такой Спартак? О нём написаны книги и исторические исследования, поставлены балеты и мюзиклы, снято множество фильмов, как о личности легендарной и заслуживающей восхищение и — согласно идеологии, бытовавшей в нашей стране во времена СССР — быть примером для подражания подростков. Отдать жизнь за свободу, быть готовым умереть за свои идеалы — это поистине великая цель, которую, конечно, пытались воплотить в жизнь и до, и после Спартака, но именно его имя лучше других сохранилось на скрижалях истории.

    Сама я по образованию историк и мне было интересно посмотреть этот фильм и с профессиональной точки зрения. Точнее пересмотреть — но одно дело воспоминания более чем десятилетней давности о VHS-овской записи и совсем другое — сейчас на DVD. И что сразу бросилось в глаза — создатели постарались подойти к истории максимально правдоподобно, что в костюмах, что в вооружении. Никаких шлемов греческого образца на легионерах, никаких гард на мечах, гладиаторские бои поставлены просто идеально, а сцена сражения армии рабов с армией Красса — это просто пример для подражания. И наряду с этими фактами присутствуют весьма капитальные ляпы — начиная с того, что Спартак стал рабом не по рождению и заканчивая тем, что сам он погиб в бою.

    Но хватит об истории, перейдём к самому фильму с художественной точки зрения. Кто-то сказал, что он затянут — не знаю, как вы, но я посмотрела все три с лишним часа на одном дыхании, та же Клеопатра смотрится намного тяжелее. Пусть Кубрик остался недоволен проделанной им же работой — не смотрела достаточно много его фильмов, так что сказать не могу, что такого особенного в его стиле — но тем не менее он подарил нам настоящую легенду, героический эпос, который будут смотреть и ещё через полсотни лет.

    Что касается актёров, сыгравших в нём — уже одни имена Кирка Дугласа, Джин Симмонс, Лоуренса Оливье, Питера Устинова, Тони Кёртиса не позволяют сомневаться в их профессионализме. Про Оливье хочется сказать особо — я видела дошедшие до нас изображения настоящего Красса, но всегда представляю его именно таким, каким его показал этот гениальный британский актёр.

    Это было время, когда в Голливуде снимали фильмы на исторические сюжеты один за одним. Какие-то забылись, какие-то навсегда потеряны — плёнка не вечна, а какие-то навсегда вошли в золотой кинофонд мировой культуры, в том числе и Спартак.

    И потому не подлежащие сомнению.

    10 из 10

    24 декабря 2009 | 16:22

    Пятый по счёту полнометражный фильм, снятый мэтром режиссёрского цеха и поистине культовой фигурой в кинематографе Стэнли Кубриком. За свою жизнь он снял в общем количестве всего-то 16 кинокартин, но некоторые из них стали настоящими образчиками жанров. К таковым я смело отношу и ленту «Спартак», вышедшую на большие экраны в далёком 1960-м году.

    «Спартак» стал идеальной формой, из которой можно было затем отливать фильмы военно-исторической направленности. Специально для этой категории был придуман даже особый жанр, получивший название «пеплум». В нём есть несколько отличительных характеристик. Попробую пройтись по ним, чтобы дать обозначение этой картине, тем самым же образом довести до сомневающегося зрителя, что для общего развития в искусстве кинематографа эта картина чуть ли не обязательна для просмотра.

    Во-первых, пеплум характеризуется не только общим вектором воссоздания исторических событий, но и довольно затяжной продолжительностью кино, что для середины прошлого столетия было довольно редким явлением. «Спартак» заслуживал всех секунд своего смонтированного кадра: Стэнли Кубрик, думается, отчётливо понимал, что для выражения всех персоналий сюжета потребуется приличное время. И он это сделал с размашистостью творца. За кого не возьмись — каждый персонаж заслуживает отдельного упоминания. Но должны же быть ограничения, поэтому скажу довольно кратко: герои картины и прописаны и сыграны блестяще. Я с восхищением смотрел на отчаянный поступок свободолюбивого Драбы (Вуди Строуд), я наблюдал как методом кнута и пряника руководил и обучал своих рабов герой Питер Устинов и ощущал его внутреннюю боль и внешнюю крепость.

    Но если учесть второстепенных персонажей, но забыть о главных, то рецензия утрачивает свой цвет. Основную роль сыграл великолепный Кирк Дуглас, долгих лет ему жизни (ещё немного и ему исполнится сотня!). Даже удивительно, как он сумел передать этот образ бравого, смелого, чистого помыслами человека. Может он и не был самым огромным по статуре человеком подобно Колоссу, но его внешняя харизма и сила характера, способность вести за собой толпы, а то и целые армии — всё это беспрекословно изобразил Кирк Дуглас. Образ антагониста, человека, которого мы, как зрители, должны были невзлюбить с первого же взгляда оказался в руках и в исполнительском мастерстве ещё одной культовой фигуры Голливуда — у Лоуренса Оливье. Даже не надо было массовки в виде заседающих сенаторов Рима, один только он олицетворял нравы аристократов, их поведение, их желаний. И, наконец, возлюбленная Спартака, девушка по имени Вариния. Сыграна была актрисой Джин Симмонс, сыграна была душевно, щепетильно, женственно и её образ привнёс большущую часть драматизма картине.

    Жанр «пеплум» характеризуется ещё и тем, что не всегда все исторические события поданы именно так, как мы их знаем из учебников школьной литературы. Стэнли Кубрик осознанно пошёл и на этот особый шаг, который мог обернуться неприятностями от дотошного зрителя. И всё же некоторые изменения пошли на пользу, они были сделаны для зрелищности, для передачи всех моментов драматизма или же даже батальности картины. Можно даже защитить Кубрика и его коллег: ведь он создавал художественное кино, а не историческую репродукцию.

    Сейчас все знают, каким воздействием на развитие жанра и кинематографа в общем послужили такие грандиозные картины, как «Храброе сердце» и «Гладиатор», но не стоит забывать, что у истоков классики стояли и другие классические картины и к ним, безусловно, относится «Спартак» великого Стэнли Кубрика 1960-го года выпуска.

    9 из 10

    15 марта 2014 | 17:59

    Фильм «Спартак» стал для меня своеобразным открытием. До этого был знаком с личностью Спартака только по книжке Рафаэлло Джованьоли, и благодаря, весьма скромным упоминаниям моего школьного учителя по истории России. Открытием стал потому, что сильнейшим образом интересовало творчество Стэнли Кубрика. А именно он и выступал режиссером этой длинной киноленты. Режиссер Стэнли Кубрик хорош тем, что снимает весьма неоднозначные картины по смыслу, а самое главное, не ведется на поводу у всяких людей, вроде тех, что финансируют производство фильмов. Снимает, так как хочет, а не так как сказали — и это важно. К сожалению, со Спартаком так не вышло, но вышло все же неплохо, несмотря на то, что сам Кубрик окрестил сценарий «глупым морализаторством».

    Окрестил, но снял. И снял вместе с Кирком Дугласом, который играет Спартака. (Еще бы он играл не Спартака, выступая продюсером фильма.) Более того, Кирк позвал всех своих именитых друзей, на второстепенные роли, от чего фильм, естественно, стал только лучше.

    Кирк Дуглас играет Спартака — и это бесподобно. Нет каких-то чудовищных, героических кривляний, вроде тех, что свойственны актерам нашего десятилетия. Он не брызжет слезами и соплями, когда теряет товарищей в бою и даже! ДАЖЕ! Картинно не вопит, устремив свою рабскую глотку, к голубому небу солнечного Неаполя. Моё мнение — это лучший вариант того, как можно изобразить вождя восставших людей — простого, в тоже время сильного, властного, но справедливого.

    Естественно вождь, не обошелся без вождихи. Спутницу подобрали, действительного достойную. Ее играет Джин Симмонс. Героиню зовут Вариния.

    Вариния и Спартак, как это и полагается, любят друг друга. И любят не так, как это показывают сейчас по телевизору, то есть, не как животные (хотя у нас, сейчас, через 90 веков — наоборот), а как нормальные люди — по-человечески.

    Их любовь, начинается с того, что Спартак отказывается насиловать её, как это полагается в школе гладиаторов, после успешного дня сечи и резкого фитнесса (рубить дешевых, в то время, афро-негров и бегать от стрел). Влюбившийся Спартак, просто, садится рядом на скамейке, не смутившись положения и того, что о нем подумают (это бывает полезно, если вы здравомыслящий человек). Вариния, по привычке оголяется — он отказывается от животных утех. По загоревшимся глазам Спартака, очевидна любовь с первого взгляда. Вариния все понимает, и зачехляет все прелести обратно, кротко улыбаясь, словно несорванный, весенний цветок. Пожар страсти накаляет экран и сердца зрителей! Игра двух актеров бесподобна.

    Недурно выступил взбесившийся, зажравшийся Марк Лициний Красс, который, однако, был талантливым полководцем римских легионов и хитрым политиканом. В фильме, он как на ладони (за это я и люблю кинематограф). И все его злостные выходки, по ходу дела, направлены либо на умерщвление и унижение Спартака, либо на услаждение своих амбиций, огромных, как в то время, Рим. Его играет Лоуренс Оливье (Не путать фамилию с салатом, она, кстати, также распространена во Франции, как и наша Иванов. Там, каждый, уж если не второй, так третий — салат). Выяснилось, что Марк Лициний не дурак до женщин (это важно, так как в то время многие патриции не гнушались молодыми пацанами). И конечно! По воле случая, точнее таланта сценариста, ему приглянулась — Вариния. Но Вариния — не дура 21-ого века — она верна своему Спартаку. И поэтому, когда злобный Красс, отловил бедную возлюбленную Спартака, и стал ее всячески умасливать (буквально мазать маслом), вешать на нее всякое, золотое барахло весом в 25 кило, она взяла и послала его, сказав, что Спартак, не такое хамло и хитрая гадюка. Да и вообще, заявила, что Красс, боится Спартака, на что тот, покраснел, как первоклассница, и убежал в свои покои, прятаться за античный гобелен.

    На протяжении всего фильма, не устаешь удивляться, как сняли такое, в то время (1960 год). Грандиозность съемок с массовкой поражает воображение. Все битвы сняты, как-будто в реальности. Громадное количество людей собрали. И в тоже время, на заднем фоне не маячат статисты в кроссовках, с телефонами и лимонадом — все снято четко, и невольно проникаешься духом битвы. Хочется схватить канцелярский нож и бросится в бой за Спартаком и за свободу! Кстати! Тема свободы, четко раскрыта всеми монологами Спартака. Он естественно, постоянно выступал перед рабским народом и те за ним шли. И шли они не только за ним, но и за свободой, которою он олицетворял. Кадр, где римские легионеры грозят восставшим, но плененным рабам, казнью, если они не выдадут из своей толпы Спартака, а те в свою очередь один за другим поднимаются и говорят «Я Спартак!» — достоин всех наград и слез радости и людского счастья. Спартак, кстати, и сам был рад. Что так удачно вышло.

    Напоследок скажу одно — смотреть нужно обязательно. Конечно, исторической правоты мало. Имена, да и только. У Джованьоли одно, у Кубрика второе, у Говарда Фаста вообще третье. Но сама история. История человека, отдавшего жизнь, чтобы быть свободным, и сделать свободным остальных — достойна вашего времени на все 100 процентов.

    10 из 10

    19 апреля 2012 | 03:41

    Спартак был фракийским наёмником, который в первом веке до рождества Христова служил в римской армии, но потом за некие прегрешения был разжалован в рабы и продан в школу гладиаторов. Гладиатором Спартаку быть отчего-то не хотелось, и он совместно с группой аналогично мыслящих коллег задумал побег. Но какая-то крыса их сдала, и к Спартаку с товарищами пришла вооружённая охрана с целью мягко объяснить их неправоту. Отмороженные гладиаторы, однако, не растерялись — схватили, что было под рукой (а дело происходило на кухне), и буквально вилками затыкали всех подряд. Выйдя за порог школы, бывшие рабы (в количестве человек семидесяти) вдохнули воздух свободы и незамедлительно принялись за достойные свободного человека занятия: а именно, за грабежи и рейды. Спустя некоторое время успешного насаждения демократических ценностей по окрестным поселениям, тусовка Спартака увеличилась за счёт присоединившихся рабов аж в тысячу раз и превратилась из небольшого бандформирования в настоящую армию. В течение всего восстания (которое длилось пару лет) свирепые рабы неоднократно забарывали превосходящие силы римских зондер-команд, высылаемых для подавления, пока наконец благородные патриции не поняли всю серьёзность положения и не отрядили на борьбу со Спартаком почти все имеющиеся легионы. При таком раскладе выиграть сражение было нереально, и почти всех восставших рабов римляне порубили в мясо прямо на поле битвы. А выживших шесть тысяч рабов в назидание остальным распяли вдоль всей дороги из Капуи в Рим.

    Примерно так всё происходило на самом деле (по крайней мере, согласно античным историкам). Фигура Спартака навеки стала символом борьбы против всевозможных угнетений — недаром дедушка Карл Маркс считал его одним из любимых своих героев пролетариата. А в 1951 году другой коммунист (уже американский) по имени Говард Фаст написал про Спартака книгу — сидя в демократической штатовской тюрьме за свои политические взгляды. Ну и ещё лет десять спустя права на экранизацию книги купил Кирк Дуглас, пригласил в качестве режиссёра Стэнли Кубрика и нанял ещё одного коммуниста (Далтона Трамбо) для написания сценария. Так на свет появилась эпическая трёхчасовая лента, ставшая для Кубрика первым опытом съёмки настоящего блокбастера.

    С самого начала становится ясно, что по стилистике и пафосу происходящего перед нами чуть ли не опера — первые минут семь зритель втыкает в чёрный экран и слушает увертюру. Подобный фокус повторяется и в середине с интермедией: казалось бы, согласно нынешней любви ко всему быстрому — непростительная трата экранного времени и внимания смотрящих. Однако эта атмосфера старомодного пафосного эпика идёт фильму скорее на пользу. По крайней мере, никаких претензий к весьма упрощённому и исключительно положительному персонажу Спартака не возникает — так точно, таким и должен быть. Своим волевым подбородком с ямочкой Кирк Дуглас, как ледокол «Ленин», прокладывает рабам путь к свободе и достоинству — настоящий революционер. Не менее интересно наблюдать за буржуазной грызнёй благородных римских политиков, которые улыбаются друг другу в банях, но при этом от взаимной ненависти разве что кушать не могут.

    В общем, мне просмотр фильма однозначно доставил удовольствие — и затянутым не показался, и актёрская игра в кассу, и вообще со всех сторон приятный.

    8 из 10

    16 февраля 2013 | 23:13

    Нестареющий фильм Стэнли Кубрика, сделавший своего создателя известным и являющийся при этом, на мой взгляд, наиболее скучным творением мастера, впрочем, в этом виноват не он. Посмотрев «Спартака», понимаешь, зачем Кубрик после выхода фильма так скоропостижно покинул Соединенные Штаты, выбрав Англию в качестве своего постоянного места жительства. Он искал творческой свободы, ибо хотел быть Демиургом, кем и стал, освободившись от цепей продюсеров, сковавший Голливуд, только покинув которой он мог воплотить все, что только желал. «Спартак» же фильм исключительно продюсерский, созданный для широкой публики ради получения прибыли, в чем и заключаются все его недостатки.

    Здесь нет характерных для Кубрика визуальной выразительности, общения со зрителем посредством композиции кадра, многоуровневого подтекста, но все же эта картина остается классикой мирового кинематографа, ввиду мощных художественных образов и ярких характеров, покрывающих историческую достоверность. Всем известно, что историю по фильмам изучать нельзя (как, впрочем, и по художественной литературе), ибо порой даже основа событий, изображенных в них, не соответствует действительности.

    В данном случае перед нами предстает пафосная и гипертрофированная идея свободы и борьбы за нее, ради чего можно пожертвовать собственной жизнью, ничего не стоящей в суровом рабстве. Однако ничего подобного тогда произойти не могло, ибо главнейшая ошибка историков-художников состоит в том, что они переносят мир современности в древность, не осознавая, что мировоззрения других эпох отличались от настоящей. Нет, люди всегда были одинаковыми, во все времена они жаждали одних вещей (по сути), были движимы одними убеждениями и желаниями, но только форма всего этого была несколько иной, нежели сейчас.

    Рабство было нормальным явлением, совершенно естественным в тех исторических условиях. Рабов никто не угнетал, их труд даже стимулировали различными поощрениями, в том числе и свободой, тем более что все рабы были доморощенными, поэтому и восстаний практически не было. Некоторые исторические источники опровергают это, но к ним следует относится с разумным скептицизмом и критикой.

    Необходимо помнить, что Европа, начиная с эпохи Возрождения, превозносила свободу и пыталась найти в своей истории признаки этого и в прошлом. То же касается и советских исследователей, пытавшихся доказать, что борьба с «проклятыми эксплуататорами» характера для человечества. Отсюда и возникают множество примеров «восстаний», являющихся по сути лишь проявлением девиантного поведения рабов. Таким является убийство рабом своего господина из-за ревности (они были гомосексуалистами), что многие исследователи характеризовали как восстание.

    Рабы видели мир лишь в круге своего понимания, считая свой врожденный статус и все связанные с ним обязанности единственно правильным положением вещей. Плохо жилось разве что горнодобытчикам (коих было совсем немного) и земледельцам в Сицилии, других же примеров тяжелого положения рабов история не знает. Что же касается Спартака, то он вовсе не был рабом с рождения (как это показано в фильме), а являлся воином, которого пленили, что и привело к трагическим результатам. Впоследствии этого свободных людей больше никогда в рабов не обращали, а потому и восстаний в дальнейшем не наблюдалось.

    Сам же Спартак пал в битве, а не был распят на кресте, однако эта деталь утончает великолепный художественный образ, ибо мы имеем дело с красивой сказкой, повествующей о сильной Личности, а потому и крест можно воспринимать как аллегорию того, что эта Личность страдала ради людей, как и Христос в свое время. И женщина, рыдающая у его ног, словно Пресвятая Дева. Лишь герой Питера Устинова не стал апостолом, ибо все поступки его связаны с деньгами.

    И все было бы прекрасно, если бы не множество сцен, не нужных ни для развития сюжета, ни для раскрытия смысловой части картины, если бы не пафос, связанный с жаждой освобождения, что особенно ярко выражено в герое Тони Кертиса. Поэтому я все же ставлю

    8 из 10

    13 ноября 2007 | 01:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    Звезда сериала «Во все тяжкие» Брайан Крэнстон исполнит главную роль в независимой драме «Трамбо» (Trumbo), повествующей о выдающемся голливудском сценаристе. Срежиссирует ленту, основанную на книге Брюса Кука, постановщик «Грязной кампании за честные выборы» Джей Роуч(...)
     
    все новости

    Статьи


    Церемонии вручения премии «Оскар» могут показаться длинными и утомительными, однако почти каждый год найдется тот, кто разрядит обстановку. Пробежится голышом по сцене или оттянет время объявления победителя, заставив номинантов попотеть в мучительном ожидании. КиноПоиск вспоминает самые необычные моменты в истории «Оскаров», выявляет закономерности и утешает вечных номинантов. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    КиноПоиск продолжает серию публикаций, посвященных 85-летию Стэнли Кубрика. В этот раз речь пойдет о третьем полнометражном, но первом по-настоящему большом фильме классика — «Убийство» 1956 года. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.…А в душе я танцуюInside I'm Dancing8.287
    96.Они сражались за Родину8.285
    97.Хоббит: Нежданное путешествиеThe Hobbit: An Unexpected Journey8.282
    98.Меня зовут КханMy Name Is Khan8.274
    99.Могила светлячковHotaru no haka8.273
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.В лесInto the Woods92.75%
    32.БивеньTusk92.58%
    33.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.55%
    34.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.54%
    35.Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep92.53%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    1+1Intouchables456
    МечтателиThe Dreamers178
    ГонкаRush223
    ЛолитаLolita109
    ПобегPrison Break216
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.550
    ГераклHercules
    Домашнее видеоSex Tape
    Король сафариKhumba5.853
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.717
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры