всё о любом фильме:

Спартак

Spartacus
год
страна
слоган«More titanic than any story ever told!»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийДалтон Трамбо, Питер Устинов, Колдер Уиллингэм, ...
продюсерЭдвард Льюис, Кирк Дуглас, Эдвард Мюль
операторРасселл Метти
композиторАлекс Норт
художникАлександр Голицин, Роджер Форс, Эрик Орбом, ...
монтажРоберт Лоуренс, Ирвинг Лернер
жанр драма, приключения, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
СССР  63 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время197 мин. / 03:17
Номинации (5):
История гладиатора Спартака, его возлюбленной Варинии и честолюбивого римского полководца Красса. Непреодолимая тяга к свободе заставляет Спартака поднять легендарное восстание рабов, ставшее важнейшей вехой мировой истории.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
50 + 2 = 52
8.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Стэнли Кубрик взялся за постановку картины после того, как исполнитель главной роли Кирк Дуглас повздорил с режиссером Энтони Манном. По словам Питера Устинова, сцена на соляных копях была единственной, которую успел снять Манн.
    • От постановки отказался Дэвид Лин, а Лоуренс Оливье не захотел совмещать актерские и режиссерские функции.
    • Будучи сопродюсером фильма, Кирк Дуглас сумел настоять на том, чтобы к работе над картиной были привлечены находившиеся в то время в «черном списке» кинодраматург Далтон Трамбо и актер Питер Брокко.
    • Кубрику не был предоставлен контроль над сценарием, который он считал «глупым морализаторством». С тех пор Кубрик полностью контролировал производство своих картин.
    • Из 167 дней, потребовавшихся Кубрику для съемок фильма, шесть недель ушло на постановку масштабных боевых сцен, в которых 8500 статистов воссоздавали сражения между римскими войсками и армией Спартака.
    • От роли Варинии отказались Ингрид Бергман, Жанна Моро, Эльза Мартинелли и Джин Симмонс. В итоге ее должна была сыграть Сабина Бетманн, однако, когда Кубрик пришел в проект, он уволил эту актрису и вновь пригласил Симмонс, которая на сей раз приняла его предложение.
    • Сценарист Далтон Трамбо хотел, чтобы роль пирата была отдана Орсону Уэллсу. Но ее в итоге исполнил Герберт Лом.
    • Чтобы привлечь звезд на роли второго плана, Кирк Дуглас давал им разные варианты сценария, в которых образы их героев выглядели наиболее предпочтительно.
    • По слухам, Тони Кертис, уставший от долгих и изматывающих съемок, спросил Джин Симмонс: «С кем нужно переспать, чтобы убраться с этой картины?». На это Симмонс ему ответила: «Когда узнаешь, дай мне знать».
    • Оператор Расселл Метти покинул съемки, жалуясь на то, что Кубрик не дает ему работать. Когда же Метти все-таки вернулся на съемочную площадку, Кубрик продолжал на него давить, да еще взял на себя большую часть операторской работы. Метти был этим очень недоволен и даже хотел, чтобы его имя изъяли из титров.
    • В фильме Спартак был рабом с рождения. На самом деле он служил во вспомогательных войсках римской армии, дезертировал, но был пойман и продан в рабство. Об этом было известно Стэнли Кубрику, но он счёл такой сюжетный поворот недостаточно героическим.
    • Юлий Цезарь не командовал гарнизоном Рима, и в принципе не мог командовать, так как на момент событий фильма в Риме попросту не было гарнизона.
    • В реальности Красс не горел желанием преследовать армию Спартака. Считается, что решающее сражение началось с попытки рабов заманить римлян в ловушку. Кроме того, Красс фактически выиграл битву в одиночку — роль Помпея ограничилась уничтожением 5000 бежавших с поля боя рабов.
    • События сцены «Я — Спартак!», как и всех последующих, являются выдумкой сценаристов и не имеют под собой исторического основания: большинство источников сходится в том, что Спартак погиб в бою.
    • На самом деле Спартак был лишь одним из руководителей восставших рабов, а не единоличным лидером, как показано в фильме.
    • Фильм был повторно выпущен в советский прокат в 1984 году, и его посмотрели по 28,2 млн. зрителей на серию при тираже 1171 копия. Общее количество проданных билетов на «Спартак» в СССР составило (с учётом двух серий) 178,4 млн. Даже при средней цене в пределах 30 коп. кассовые сборы фильма в советском прокате могли исчисляться суммой 53,5 млн. рублей, что по тогдашнему официальному валютному курсу равнялось бы $86,3 млн.
    • Фильм занимает по итогам первого выпуска в советский кинопрокат 5-е место по посещаемости среди зарубежных лент.
    • Фильм снят по одноименному роману Говарда Фаста.
    • еще 15 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1091 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сказать, что фильм шикарный — значит, ничего не сказать. Более трёх часов на одном дыхании, захватывающий сюжет, отличные по тем временам спецэффекты, дословное перенесение исторического события на экран — вот что такое «Спартак». То, что этот фильм был показан в кинотеатрах СССР, доказывает то, что фильм достоин внимания ценителей настоящего кино, и если зрителю не обязательно увидеть в историческом фильме море крови в батальных сценах, то такой фильм посмотреть определённо стоит. Конечно, немного жестокости вы здесь увидите — всё-таки, фильм показывает гладиаторские бои и батальные сцены, но здесь нет такого кровавого фарша, которым блеснул новый сериал про эту историческую личность. Откровенных сцен, в отличие от сериала, здесь тоже не наблюдается, хотя есть намёки на то, что к гладиаторам приводили женщин и заставляли их вступать в интимную связь. В целом получилось максимально зрелищное и захватывающее кино, какое только могло получиться в 1960 году.

    Фильм знакомит зрителя с реальными событиями из истории, показывает одно из самых известных и масштабных восстаний в истории человечества, когда горстка рабов поднимала бунт против господ, обращавшихся с ними, как с животными. Увы, рабство было неотъемлемой частью древности и даже средних веков, и по истории все мы проходили и восстание Спартака, и бунт Степана Разина, и многое другое подобное этому. Каждое восстание отличалось чем-то особенным. Разумеется, мальчикам было интереснее изучать схемы битв, в которых рабы на голову разбивали господ, а затем, к сожалению, бунты были подавлены с жестокостью и кровопролитием. Все мы помним, что Спартак тоже был побеждён, и прекрасно знаем, чем закончится этот фильм, но с интересом смотрим на его отношения с любимой женщиной, которую ему приводили для животного спаривания, от чего он отказывался; любуемся на качественно поставленные батальные сцены, которые были смонтированы без использования компьютерной графики, что вызывает изумление таким шикарным спецэффектам, способным заткнуть за пояс некоторые современные фильмы. Далеко ходить не надо — телевизионный фильм «Спартак», снятый в 2004 году, показал спецэффекты на порядок слабее, чем в этом старом фильме. Конечно, если бы это был кинотеатральный фильм, там графика была бы на уровне. Но факт тот, что в те времена многие умели снимать лучше, чем некоторые снимают сейчас. Итак, перед нами фильм, который за всё можно только похвалить. Приятного просмотра.

    10 из 10

    12 января 2015 | 16:10

    Пятидесятичетырёхлетний Энтони Манн не смог завершить съёмки этого постановочного боевика, а ведь вполне неплохо (в отместку?) вскоре реализует два похожих проекта, «Эль Сид» /1961/ и «Падение Римской империи» /1964/. Причиной послужил конфликт с Кирком Дугласом, исполнителем заглавной роли и продюсером, который, не найдя общего языка с опытным кинематографистом, призвал к сотрудничеству молодого, тридцатилетнего Стэнли Кубрика. Не иначе, как популярный актёр рассудил, что с размахом воспроизводимые исторические события посвящены всё тем же, извилистым «тропам славы»? Как бы то ни было, Дуглас не противодействовал Кубрику в стремлении сотворить «первую интеллектуальную эпопею», как, по воспоминаниям кинокритика Роджера Эберта, окрестили картину в момент выхода, подчёркивая отличие от прежних западных «фильмов-колоссов». К сожалению, из «созвездия» актёров Американская киноакадемия выделила лишь Питера Устинова, представшего в облике изворотливого Батиата, не отметив ни Лоуренса Оливье, исключительно убедительного в каждом жесте и произносимом Крассом слове, ни Чарльза Лотона, воплотившего напоследок удивительный образ престарелого эпикурейца и искушённого публичного политика. Хотя в большей степени признания заслуживала режиссура или, как минимум, блистательный сценарий, тем более что Кирк рисковал репутацией, предложив сотрудничество (официально, с указанием в титрах фамилии) кинодраматургу Дугласу Трамбо, который, сам находясь в «чёрном списке», должен был адаптировать роман Говарда Фаста, опубликованный в 1951-м за собственный счёт и спровоцировавший обвинения писателя в антиамериканской деятельности. Это даже дало повод Джону Уэйну и Хедде Хоппер, принадлежавшим к т. н. правому крылу «фабрики грёз», публично, ещё до премьеры, обрушиться на авторов за «марксистскую пропаганду»! В таком контексте премии «Оскар» художникам и художникам по костюмам кажутся, скорее, утешительными, а опытный оператор Рассел Метти вообще счёл вручённую награду насмешкой, поскольку Кубрик (помимо того, что использовал часть материала, отснятого Манном) предпочитал лично выстраивать мизансцены и продумывать, не советуясь, движения камеры.

    Вольность трактовки биографии Спартака, о которой сохранились неполные сведения, простительна и даже закономерна, поскольку диктовалась стремлением не только драматизировать (в голливудской традиции — мелодраматизировать) Историю или придать действию максимально зрелищный характер. Хотя в фильме, обстоятельном, неторопливом по ритму, действительно наличествует несколько впечатляющих эпизодов, прежде всего — напряжённый гладиаторский поединок с Драбой и кульминационная батальная сцена, по праву отнесённая (даже в слегка усечённом виде, без натуралистичных деталей)к высшим достижениям тех лет. Считается, что Спартак пал в бою весной 71-го года до н. э., во время генерального сражения с армией Красса, а вовсе не был распят вместе с шестью тысячами других повстанцев. Однако именно принципиальный (как всегда у режиссёра!) финал является философским итогом произведения, отличающегося удивительной идейно-художественной целостностью, в отличие от насыщенных туманными, как бы необязательными политическими аллюзиями «Багряницы» /1953/ Генри Костера и «Александра Великого» /1955/ Роберта Россена, довольно эклектичных по религиозному пафосу работ Сесиля Блаунта Де Милля и «Бен-Гура» /1959/ Уильяма Уайлера…

    Кубрик показывает рабов морально сильными и благородными (если не изначально, то — под воздействием вдохновляющих речей вождя), готовыми отдать жизнь за товарищей и семьи, тем самым предельно заостряя контраст с римской знатью, сочетающей неприятие инакомыслия с крайней степенью нравственной развращённости, духовного упадка. Трамбо не стесняется проводить (правда, уже ретроспективно) параллели с позорной эпохой «маккартизма», исследуя механизм вызревания тоталитарных тенденций в высших кругах общества, истово старающихся сохранить свою элитарность. Причём недостойная жажда власти, которой одержим Марк Красс, лелеющий планы стать диктатором, ослабив влияние трибуна-демократа Гракха, тесно переплетена с низменными сексуальными инстинктами, проявляющимися не только в стремлении Марка обладать возлюбленной Спартака Варинией, но и в тайной страсти к рабу Антонию. Мощное эпическое дыхание фильма, скрупулёзно (вплоть до галереи скульптур и дощечек, служащих фоном для вступительных титров!) воспроизведённая атмосфера не оттеняют анализа социально-политических механизмов, подводя к важной мысли о том, что восстание ускорило установление в Риме императорской формы правления: лишь сильное государство могло сохранить существующий общественный строй. Однако распятый на кресте Спартак не случайно вызывает ассоциацию с Иисусом Христом, причём библейская аллюзия не кажется декларативной, как в упомянутой «Багрянице». Человек, отчаянно сопротивлявшийся языческой тирании Рима и, как говорится в закадровом тексте, опередивший время на две тысячи лет в стремлении свергнуть рабство, отказавшись, вопреки обыкновению, наречь себя «царём», слышит слова Варинии, что его сын будет жить свободным, достигнув того, что стало мечтой и делом жизни отца…

    Оригинальное визуальное решение (бросающийся в глаза контраст красных одеяний мятежных рабов и белых тог на облечённых властью римлянах) лишний раз свидетельствует о намерениях авторов создать не просто фильм о восстании, но произведение, революционное по духу, — о победе революции даже в том случае, когда она потерпела поражение. Мотив, близкий Фасту и Трамбо, прекрасно согласуется с воззрениями самого Кубрика, раз за разом пытавшегося проникнуть в тайну диалектической смены событий, в чём особенно преуспеет в поздних шедеврах. Это в значительной степени послужило гарантией от неизбежного для подобных произведений устаревания, компенсируя уступки жёстким требованиям киноиндустрии в иных аспектах. Возможно, и огромный зрительский успех представленной, как вещала реклама, «истории раба, который бросил вызов Римской империи», собравшей в национальном прокате $30 млн. (третье место в сезоне), объясняется не в последнюю очередь актуальностью подтекста. Тем более в СССР, где в прокате 1967-го первую и вторую серию «Спартака» посмотрело соответственно 63 и 59 миллионов человек, а в 1984-м, благодаря повторному выпуску, аудитория увеличилась ещё на 28,2 миллиона. Кирк Дуглас же так и остался в благодарной зрительской памяти в образе непокорного, доброго, мудрого Спартака, затмившем его не менее выдающиеся актёрские работы у Винсента Миннелли, Уильяма Уайлера и того же Кубрика.

    Любопытно проследить за тем, какой урок был извлечён из «Спартака». Отдавая должное моде, крупнейшие американские режиссёры, начиная с того же Манна и вовсе не заканчивая Джоном Хьюстоном, Николасом Рэем, Джозефом Лео Манкевичем, всё-таки не проявляли, с размахом воспроизводя на экране полулегендарные события, особого энтузиазма, не углубляясь ни в психологию, ни в философско-политические изыскания. Единомышленником Стэнли выступил разве что Дэвид Лин, хотя и обращавшийся (в частности, в «Лоуренсе Аравийском» /1962/) к не столь отдалённым эпохам, реконструируя хитросплетения жизни конкретного человека и… огромных империй. По иронии судьбы, подлинных последователей Кубрик — вне зависимости от прямого влияния «Спартака» — обрёл среди восточноевропейских режиссёров, у которых по-настоящему зрелищные батальные эпизоды не заслоняют актуальный подтекст. В Голливуде же опыт оказался по-настоящему востребован лишь несколько десятилетий спустя. Триумф «Гладиатора» /2000/ Ридли Скотта, поразившего публику отнюдь не только специальными эффектами и захватывающими трюками, возродил интерес к «пеплумам» на более серьёзном уровне, помимо прочего — вдохновив на создание двух новых произведений о Спартаке.

    9 из 10

    23 февраля 2012 | 01:02

    История легендарного Спартака волнительна и цепляет за душу по сей день. Этот человек не просто объявил восстание, а целенаправленно вел борьбу за свободу обычных людей, чья воля была подавлена мощью Великого Рима. Конечно, история Спартака не могла не найти отклики в художественных произведениях и в киноиндустрии. Так в 1960 году культовый режиссер Стэнли Кубрик выпустил на экраны одноименную эпопею «Спартак».

    Синопсис I в. до н. э. Рожденного рабом Спартака покупает начальник школы гладиаторов Батиат, где Спартака обучают убивать себе подобных. Там же он встречает свою возлюбленную Варинию, которую продают римскому патрицию. Это провоцирует Спартака поднять восстание, которое вскоре охватывает Сицилию и юг Италии. Но Спартака ждет настоящее испытание, когда легендарный полководец Красс намеревается противостоять ему.

    Игра актёров Фильм первым делом цепляет звездным составом, задействованным в производстве. Конечно же, произвела сильное впечатление поразительная игра Кирка Дугласа, исполнившего роль Спартака и воплотившего образ человека, который боролся не с Римом, а именно с рабством. Также понравилась прекрасная Джин Симмонс в роли Варинии, верной и преданной жены Спартака, которая до последнего остается на стороне мужа. Приятно было снова увидеть в компании Симмонс сэра Лоуренса Оливье, исполнившего роль Красса, подлого полководца, который ради власти готов пойти на самые низкие поступки. Питер Устинов, получивший Оскар за роль Батиата, воплотил образ трусливого и податливого работорговца, который, тем не менее, сохранил в себе еще капли человека. Наконец, лично для меня, пожалуй, самой приятной ролью стала роль Гракха в исполнении легенды старого Голливуда Чарльза Лоттона, воплотившего образ члена римского Сената, который благодаря своей мудрости сумел спасти некоторых из героев.

    Режиссура Стэнли Кубрик — один из моих самых любимых режиссеров, чьи картины отличаются особым специфическим видением и стилистикой. Я видел несколько его последних картин, но я никак не мог ожидать, что в его послужном списке значится самый настоящий блокбастер, пеплум (как принято называть подобные фильмы), настоящая историческая драма, посвященная легендарному восстанию рабов под предводительством Спартака. Первым делом хотелось бы отметить, быструю динамику фильма. Не стоит чураться трех часов, поскольку все действия и места скомпонованы в таком виде, что время пролетает незаметно. Второй момент касается натуральности. Дело в том, что мы привыкли, что фильмы 1940-1960-х гг. ограничены жесткой цензурой, однако здесь сцены боя смотрятся весьма эффектно и зрелищно.

    Сценарий Несмотря на то, что я всегда был поклонником исторического жанра, однако как историк по образованию я всегда с критикой отношусь ко всем кинолентам, независимо от их успеха. Так, «Спартак» отлично передал эпоху Римской республики, пережиток прошлого в лице рабства, против которого восстал легендарный Спартак. Однако сценаристы последовали воле автора, по мотивам романа которого был снят сей фильм, и ввели реальных и нереальных исторических персонажей, попытавшись придать фильме больше эмоциональной напряженности. К сожалению, детали биографии Спартака тоже были значительным изменениям. Понятное дело, мы никогда не сможем детально воспроизвести события прошлого, тем более те, которые имели место более двух тысяч лет тому назад, но все же с историей следует быть аккуратной, поскольку при ложной интерпретации можно историю и переписать.

    Итог Несмотря на некоторые исторические неточности, «Спартак» все же яркое и впечатляющее кино, которое заставит зрителя переживать за героев, за тот нелегкий путь, через который им придется пройти ради обретения мнимой свободы, которой их все-таки лишат. Однако это борьба надолго врезалась в века, вдохновляя на невероятные поступки.

    8 из 10

    6 октября 2015 | 20:02

    Спартак был фракийским наёмником, который в первом веке до рождества Христова служил в римской армии, но потом за некие прегрешения был разжалован в рабы и продан в школу гладиаторов. Гладиатором Спартаку быть отчего-то не хотелось, и он совместно с группой аналогично мыслящих коллег задумал побег. Но какая-то крыса их сдала, и к Спартаку с товарищами пришла вооружённая охрана с целью мягко объяснить их неправоту. Отмороженные гладиаторы, однако, не растерялись — схватили, что было под рукой (а дело происходило на кухне), и буквально вилками затыкали всех подряд. Выйдя за порог школы, бывшие рабы (в количестве человек семидесяти) вдохнули воздух свободы и незамедлительно принялись за достойные свободного человека занятия: а именно, за грабежи и рейды. Спустя некоторое время успешного насаждения демократических ценностей по окрестным поселениям, тусовка Спартака увеличилась за счёт присоединившихся рабов аж в тысячу раз и превратилась из небольшого бандформирования в настоящую армию. В течение всего восстания (которое длилось пару лет) свирепые рабы неоднократно забарывали превосходящие силы римских зондер-команд, высылаемых для подавления, пока наконец благородные патриции не поняли всю серьёзность положения и не отрядили на борьбу со Спартаком почти все имеющиеся легионы. При таком раскладе выиграть сражение было нереально, и почти всех восставших рабов римляне порубили в мясо прямо на поле битвы. А выживших шесть тысяч рабов в назидание остальным распяли вдоль всей дороги из Капуи в Рим.

    Примерно так всё происходило на самом деле (по крайней мере, согласно античным историкам). Фигура Спартака навеки стала символом борьбы против всевозможных угнетений — недаром дедушка Карл Маркс считал его одним из любимых своих героев пролетариата. А в 1951 году другой коммунист (уже американский) по имени Говард Фаст написал про Спартака книгу — сидя в демократической штатовской тюрьме за свои политические взгляды. Ну и ещё лет десять спустя права на экранизацию книги купил Кирк Дуглас, пригласил в качестве режиссёра Стэнли Кубрика и нанял ещё одного коммуниста (Далтона Трамбо) для написания сценария. Так на свет появилась эпическая трёхчасовая лента, ставшая для Кубрика первым опытом съёмки настоящего блокбастера.

    С самого начала становится ясно, что по стилистике и пафосу происходящего перед нами чуть ли не опера — первые минут семь зритель втыкает в чёрный экран и слушает увертюру. Подобный фокус повторяется и в середине с интермедией: казалось бы, согласно нынешней любви ко всему быстрому — непростительная трата экранного времени и внимания смотрящих. Однако эта атмосфера старомодного пафосного эпика идёт фильму скорее на пользу. По крайней мере, никаких претензий к весьма упрощённому и исключительно положительному персонажу Спартака не возникает — так точно, таким и должен быть. Своим волевым подбородком с ямочкой Кирк Дуглас, как ледокол «Ленин», прокладывает рабам путь к свободе и достоинству — настоящий революционер. Не менее интересно наблюдать за буржуазной грызнёй благородных римских политиков, которые улыбаются друг другу в банях, но при этом от взаимной ненависти разве что кушать не могут.

    В общем, мне просмотр фильма однозначно доставил удовольствие — и затянутым не показался, и актёрская игра в кассу, и вообще со всех сторон приятный.

    8 из 10

    16 февраля 2013 | 23:13

    Фильм «Спартак» стал для меня своеобразным открытием. До этого был знаком с личностью Спартака только по книжке Рафаэлло Джованьоли, и благодаря, весьма скромным упоминаниям моего школьного учителя по истории России. Открытием стал потому, что сильнейшим образом интересовало творчество Стэнли Кубрика. А именно он и выступал режиссером этой длинной киноленты. Режиссер Стэнли Кубрик хорош тем, что снимает весьма неоднозначные картины по смыслу, а самое главное, не ведется на поводу у всяких людей, вроде тех, что финансируют производство фильмов. Снимает, так как хочет, а не так как сказали — и это важно. К сожалению, со Спартаком так не вышло, но вышло все же неплохо, несмотря на то, что сам Кубрик окрестил сценарий «глупым морализаторством».

    Окрестил, но снял. И снял вместе с Кирком Дугласом, который играет Спартака. (Еще бы он играл не Спартака, выступая продюсером фильма.) Более того, Кирк позвал всех своих именитых друзей, на второстепенные роли, от чего фильм, естественно, стал только лучше.

    Кирк Дуглас играет Спартака — и это бесподобно. Нет каких-то чудовищных, героических кривляний, вроде тех, что свойственны актерам нашего десятилетия. Он не брызжет слезами и соплями, когда теряет товарищей в бою и даже! ДАЖЕ! Картинно не вопит, устремив свою рабскую глотку, к голубому небу солнечного Неаполя. Моё мнение — это лучший вариант того, как можно изобразить вождя восставших людей — простого, в тоже время сильного, властного, но справедливого.

    Естественно вождь, не обошелся без вождихи. Спутницу подобрали, действительного достойную. Ее играет Джин Симмонс. Героиню зовут Вариния.

    Вариния и Спартак, как это и полагается, любят друг друга. И любят не так, как это показывают сейчас по телевизору, то есть, не как животные (хотя у нас, сейчас, через 90 веков — наоборот), а как нормальные люди — по-человечески.

    Их любовь, начинается с того, что Спартак отказывается насиловать её, как это полагается в школе гладиаторов, после успешного дня сечи и резкого фитнесса (рубить дешевых, в то время, афро-негров и бегать от стрел). Влюбившийся Спартак, просто, садится рядом на скамейке, не смутившись положения и того, что о нем подумают (это бывает полезно, если вы здравомыслящий человек). Вариния, по привычке оголяется — он отказывается от животных утех. По загоревшимся глазам Спартака, очевидна любовь с первого взгляда. Вариния все понимает, и зачехляет все прелести обратно, кротко улыбаясь, словно несорванный, весенний цветок. Пожар страсти накаляет экран и сердца зрителей! Игра двух актеров бесподобна.

    Недурно выступил взбесившийся, зажравшийся Марк Лициний Красс, который, однако, был талантливым полководцем римских легионов и хитрым политиканом. В фильме, он как на ладони (за это я и люблю кинематограф). И все его злостные выходки, по ходу дела, направлены либо на умерщвление и унижение Спартака, либо на услаждение своих амбиций, огромных, как в то время, Рим. Его играет Лоуренс Оливье (Не путать фамилию с салатом, она, кстати, также распространена во Франции, как и наша Иванов. Там, каждый, уж если не второй, так третий — салат). Выяснилось, что Марк Лициний не дурак до женщин (это важно, так как в то время многие патриции не гнушались молодыми пацанами). И конечно! По воле случая, точнее таланта сценариста, ему приглянулась — Вариния. Но Вариния — не дура 21-ого века — она верна своему Спартаку. И поэтому, когда злобный Красс, отловил бедную возлюбленную Спартака, и стал ее всячески умасливать (буквально мазать маслом), вешать на нее всякое, золотое барахло весом в 25 кило, она взяла и послала его, сказав, что Спартак, не такое хамло и хитрая гадюка. Да и вообще, заявила, что Красс, боится Спартака, на что тот, покраснел, как первоклассница, и убежал в свои покои, прятаться за античный гобелен.

    На протяжении всего фильма, не устаешь удивляться, как сняли такое, в то время (1960 год). Грандиозность съемок с массовкой поражает воображение. Все битвы сняты, как-будто в реальности. Громадное количество людей собрали. И в тоже время, на заднем фоне не маячат статисты в кроссовках, с телефонами и лимонадом — все снято четко, и невольно проникаешься духом битвы. Хочется схватить канцелярский нож и бросится в бой за Спартаком и за свободу! Кстати! Тема свободы, четко раскрыта всеми монологами Спартака. Он естественно, постоянно выступал перед рабским народом и те за ним шли. И шли они не только за ним, но и за свободой, которою он олицетворял. Кадр, где римские легионеры грозят восставшим, но плененным рабам, казнью, если они не выдадут из своей толпы Спартака, а те в свою очередь один за другим поднимаются и говорят «Я Спартак!» — достоин всех наград и слез радости и людского счастья. Спартак, кстати, и сам был рад. Что так удачно вышло.

    Напоследок скажу одно — смотреть нужно обязательно. Конечно, исторической правоты мало. Имена, да и только. У Джованьоли одно, у Кубрика второе, у Говарда Фаста вообще третье. Но сама история. История человека, отдавшего жизнь, чтобы быть свободным, и сделать свободным остальных — достойна вашего времени на все 100 процентов.

    10 из 10

    19 апреля 2012 | 03:41

    Многие из нас, даже те кто не интересуется историй, наверняка помнят один из параграфов учебника «Истории Древнего Мира». Данный параграф назывался — «Восстание Спартака». Так вот, многие могут незнать против кого поднимал собственно свой бунт этот исторический прототип, и кто он вообще такой, но его имя стало нарицательным. В честь него будут называть спортивные команды, в честь него наверно назвали Мишулина. Спартак — это историческая личность которая не нуждается в представлений.

    Этот фильм в два раза старше меня, но впервые я увидел его, где-то двадцать лет тому назад. Тогда в силу своего возраста было сложно понять все нюансы эпического сюжета, но одно уяснит даже ребёнок, это фильм про человека, который хотел только одного — чтобы все люди были свободны от рождения. После этого фильма я полюбил жанр исторического кино, да и вообще историю в целом.

    Спартака я представлял себе именно так, каким он был здесь. Сильный, справедливый, и с ямочкой на подбородке. Кирка Дугласа после этого фильма, большинство зрителей знают именно как Спартака. Я всегда вспоминаю сцену гладиаторского поединка Спартака против негра с трезубцем. Кто-то скажет: Спартак тогда проиграл. Да он проиграл бой, но приобрёл значительно больше. В тот момент он понял одно — надо бороться до конца, и умереть свободным. Эта психология передалась другим людям, которые не знали что такое свобода, но очень хотели её вкусить.

    Фильм конечно замечательный, и он не похож на современные исторические киноленты. Я заметил что в исторических фильмах, все люди всегда очень красивы. Они как бы передают своим внешним видом, атмосферу времён древности. Именно люди, главное составляющее всех исторических кинополотен. У Стэнли Кубрика в распоряжений был великолепный подбор актёров, этим он и подкупил зрителя.

    Сейчас вышло несколько римейков Спартака, но не один из них даже рядом не стоял, с образом который создал на экране Кирк Дуглас. И как говорил герой Мэла Гибсона в фильме «Храброе сердце»: они могут отнять у нас жизнь, но только не свободу.

    Великая кинокартина о великом человеке!

    10 из 10

    27 мая 2012 | 23:31

    « — Смерти боятся лишь свободные люди, поскольку она лишает их удовольствий, рабы не бояться смерти — она избавляет их от боли.» (с)

    Стенли Кубрик слыл режиссёром — тираном, а потому занимался лишь теми проектами, которые он мог всецело контролировать. Но такая возможность у него была уже после того, как он прославился и сделал себе громкое имя. До того же, и он подчинялся воли боссов кинобизнеса. Например один из своих знаменитых фильмов — «Спартак», он поставил изначально не будучи заинтересованным в этом проекте. Поначалу снимал картину о восстании рабов в Древнем Риме режиссёр Энтони Манн, вернее начинал снимать: под его началом были пошиты исторические костюмы, возведены величественные декорации, отобран актёрский состав и найдены необходимые живописные локации. А так же, была отснята открывающая ленту сцена на каменоломне. После между постановщиком и главной звездой фильма, а по совместительству ещё и одним из его продюсеров — Кирком Дугласом возник конфликт, который привёл их творческие разногласия в тупик. Выход был лишь один — в замене режиссёра, и на освободившееся место, по протекции уже ранее работавшего под его началом Дугласа, был приглашён молодой, только начинающий свой путь в кино Стенли Кубрик.

    Известно, что для того, что бы удержать в главных ролях уже нанятых звёзд, Кубрик шёл на различные уловки, например каждому присылал разный вариант якобы изменённого сценария, в котором роль той или иной знаменитости была более продолжительна. Но проект был грандиозный: тысячи статистов, сотни актёров, большая съёмочная группа и различные тяготы столь сложного фильма, приводили к тому, что многих он начал изматывать. Известно, что между Дугласом и Кубриком были к концу работы над фильмом частые скандалы. А Тони Кёртис и Джин Симонс вообще мечтали поскорее покинуть проект. Надо признать, что эта затянутость съёмок и усталость группы можно себе легко представить при просмотре фильма. Это большое, неповоротливое кинополотно — «пеплум», как подобные картины называли полвека назад. Иными словами — масштабная, зрелищная историко — приключенческая драма, с массовками и пафосной манерой изложения истории. Такие фильмы были в моде в 50 — ых и 60 — ых годах прошлого века, когда активно развивающиеся послевоенное телевидение, постепенно начало переманивать скучающего зрителя к себе. Дабы вновь вернуть народ в кинотеатры, магнаты Голливуда вкладывали деньги в дорогостоящие и пафосные киноленты о жизни древних империй, так как это позволяло выводить на экран тысячные массовки, и поражать зрителей красотой и размахом. Тому способствовал и только что появившийся широкий экран, а так же новая технология киносъёмки — «Панавижн».

    Конкретно этот фильм был снят одним из первых, оттого и имел столь колоссальный успех, уступив лишь «Десяти Заповедям» и «Бен Гуру». Хотя не на много, ибо кассовые сборы «Спартака» составили по миру более 90 миллионов $ — и это при 12 миллионом бюджете! Только в СССР картину посмотрело свыше 60 -ти миллионов зрителей — фильм про восстание Спартака стал одним из чемпионов советского кинопроката! Также Золотой Глобус и 4 премии Оскар… Но то, что приводило в восторг и трепет зрителей более полувека назад, сегодня будет публике не так интересно как раньше. Многие классические фильмы уже не производят на зрителей того эффекта что прежде. Не зря сам Кубрик не любил эту картину, всякий раз оговариваясь, что его заставили снимать «Спартака» финансовые проблемы. Но справедливости ради, отметим тот факт, что «Спартак» хоть и не лишён нелюбимого режиссёром морализаторства, очень прост и схематичен, все персонажи поделены на чёрных и белых (впрочем Батиата — владельца школы гладиаторов, и римского центуриона Красса, впрочем как и сенатора Гракха — всё же удалось сделать «с оттенками серого»); но довольно доступен для юного зрителя. Потому этот фильм можно смело крутить на уроках истории — стандартный, духоподъёмный пересказ о восстании рабов в Древнем Риме под предводительством гладиатора Спартака — отважного военачальника, в последствии проявившего себя талантливым полководцем и мудрым стратегом. В общем — баллада о доблестном герое, не зря же фильм столь полюбился зрителям СССР — Спартак вёл по сути Гражданскую войну с господами Римской Империи, за свободу и независимость угнетённых. Да, снимай этот фильм Кубрик позже, он многое бы показал в ином свете. Например то, что Спартак не был рождён рабом — он был легионером — дезертиром, проданным в наказание в рабство. Так же, вёл армию мятежных рабов не он один — он был только одним из её военачальников. Зачем в армии восставших столько стариков, женщин и детей?! Уверен — многих подобных нелепиц не было бы. Удалось бы избежать и некой затянутости, ближе к финалу картина начинает изрядно клонить в сон — сидишь и досматриваешь уже через силу, лишь бы побыстрее кончилась. Событий не так много, больше пустопорожних разговоров и проходных сцен… Но это не отменяет размах постановки, красоту операторской работы Рассела Метти и замечательной музыки, написанной для фильма композитором Алексом Нортом.

    Что же до актёрских работ, то персонажей так много, что выделю лишь наиболее важных для развития сюжета. Это Марк Красс — рвущийся к командованию римскими войсками, тучный сенатор — интриган Гракх и возлюбленная Спартака -рабыня Вариния. Правда имеется ещё раб — поэт Антонин, который сбежал в армию гладиаторов от гомосексуальных домогательств своего господина. Роль первого исполнил сэр Лоуренс Оливье (которому после отставки Манна предлагали взять на себя и режиссуру проекта, но тот не хотел совмещать актёрскую работу и обязанности постановщика). Роль второго — Чарльз Лоутон. Жену Спартака сыграла Джин Симмонс, а поэта Антонина — Тони Кёртис. Все сыграли свои роли очень ярко, создав запоминающиеся образы. Но фильм можно признать вершиной в карьере, и актёрским бенефисом легенды Голливуда — Кирка Дугласа. Роль отважного Спартака села на него как влитая, даже не смотря на то, что он был несколько староват для неё. Впрочем «Спартак» — это не мелодрама, а исторический боевик. Потому романтическая линия хоть и проходит сквозь весь фильм, не является его стержнем. Как и подобает всякому хорошему «пеплуму» — это кино о сражениях, противостоянии сильных личностей, и о воле к свободе — раз уж сюжет рассказывает о восстании рабов. Только жаль, что использовали не подходящий литературный первоисточник. Сценаристы Питер Устинов, Далтон Трамбо и Колдер Уиллингэм — опирались на книгу малоизвестного американского писателя Говарда Фаста, а не на известный всем роман Рафаэлло Джованьоли…

    14 октября 2015 | 03:14

    «Спартак» Стэнли Кубрика — это уже ставший классическим фильм, посвященный самому известному восстанию рабов в Древнем Риме. При желании его можно упрекнуть за историческую недостоверность, граничащую с откровенной фантазией, однако делать это совершенно не хочется. Ведь, не смотря на то, что картина длится три с лишнем часа, оторваться от происходящего просто невозможно — настолько она хорошо поставлена. Даже батальные сцены здесь поставлены ничуть не хуже многих современных исторических фильмов, что удивительно, ведь кино вышло в прокат в далеком уже 1960-м году. Отдельно хочется отметить отличную актерскую игру Кирка Дугласа — на мой взгляд, из него получился самый лучший Спартак за всю историю Мирового Кинематографа.

    Безумно жаль, что у Стэнли не хватило времени, чтобы осуществить мечту всей своей жизни — снять фильм про походы Наполеона Бонапарта. Именно «Спартак» убедительно доказывает, что Кубрик умел снимать великолепное историческое кино.

    8 из 10

    6 мая 2015 | 13:38

    «Morituri te salutant»

    При знакомстве с творчеством Кубрика первая мысль, которая сразу посетила меня после просмотра этого фильма, была такова: «Палец на отсечение, что Мастер остался недовольный этим фильмом…» В чём, в принципе, я гораздо позже убедился хотя бы из нижеприведённых комментариев.

    Вообще фильм несёт до сознания двоякое мнение: с одной стороны, ошеломляющая постановка, масштабная во всех смыслах, особенно для далёкого 1960 года, а с оборотной стороны медали — фильм выпадает из стиля, мышления Кубрика… Сама тема интересная, но сценарий сильно утрирован и сведён к банальному героическому эпосу. Уж слишком сильная идеализация самого Спартака и его соратников. Затравленность и унижение раба вряд ли давали плоды такого благородства к своим хозяевам, как показано в фильме, в большинстве случаев это были злоба, месть, ненависть…

    Несмотря на идейность фильма, сцены боёв поставлены очень дотошно и качественно. Также хочу обратить внимание на понравившуюся сцену общения Варинии с Крассом ближе к концу фильма — очень интересно проработано поведение Варинии: человек практически был рождён рабом, и это вживлённое рабство, несмотря на её выдержку, даёт результаты определённого смирения и аэмоциональности о жизни и смерти её единственного возлюбленного Спартака и их ребёнка.

    В целом, ценю этот фильм за то, что он есть, так как если разбираться с технической стороной фильма, Кубрик, снимая про рабов, сам оказался рабом, заточённом в одногранности сценария. Именно это послужило для Кубрика толчком для понимания, что если ты хочешь быть довольным результатом, ты должен сам контролировать все аспекты фильма: начиная от сценария и съёмок — заканчивая монтажом.

    1 января 2009 | 13:23

    Экранизация романа Говарда Фаста, прилизанная, голивудизированая, с кучей исторических ляпов. Но все равно — классика жанра. К сожалению, фильм устарел. Новый фильм, снятый по тому же роману Фаста, ближе к первоисточнику…

    1 марта 2006 | 02:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 119 руб.
    аудиокнига, 397 руб.
    подробнее

    Новости


    Сегодня, 10 сентября, начинает работу юбилейный, 40-й кинофестиваль в Торонто. КиноПоиск уже находится в Канаде и собирается запойно смотреть кино, чтобы рассказывать вам о нем. Но для начала обратим ваше внимание на главные премьеры. (...)
     
    все новости

    Статьи


    На этой неделе стало известно, что Юрия Быкова на посту режиссера «Времени первых» сменит Дмитрий Киселев. Продюсеры посчитали, что Киселев, имеющий большой опыт постановки экшн-сцен, лучше справится с космической частью картины. КиноПоиск вспоминает самые примечательные случаи круговорота постановщиков на съемочных площадках. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    КиноПоиск продолжает серию публикаций, посвященных 85-летию Стэнли Кубрика. В этот раз речь пойдет о третьем полнометражном, но первом по-настоящему большом фильме классика — «Убийство» 1956 года. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    35.Остров проклятыхShutter Island8.484
    36.Пролетая над гнездом кукушкиOne Flew Over the Cuckoo's Nest8.481
    37.ПробуждениеAwakenings8.477
    38.Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужиныPirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl8.474
    39.ХористыLes Choristes8.472
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.08%
    32.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok92.05%
    33.Изгой-Один. Звёздные Войны: ИсторииRogue One: A Star Wars Story92.02%
    34.Великолепная семеркаThe Magnificent Seven92.01%
    35.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I91.80%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Все псы попадают в рай 2All Dogs Go to Heaven 25
    Ночной приливNight Tide1
    ВаркрафтWarcraft11
    ПрогулкаThe Walk152
    ПирамидаThe Pyramid48
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.591
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.610
    Экипаж8.178
    Angry Birds в киноAngry Birds6.546
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    Дочь БогаExposed16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры