всё о любом фильме:

Крепкий орешек

Die Hard
год
страна
слоган«40 Storeys High - with Suspense, Excitement and Adventure on every level!»
режиссерДжон МакТирнан
сценарийДжеб Стюарт, Стивен Е. де Соуза, Родерик Торп
продюсерЛоуренс Гордон, Джоэл Силвер, Чарльз Гордон, ...
операторЯн де Бонт
композиторМайкл Кэмен
художникДжексон Де Говиа, Джон Р. Дженсен, Мэрлин Вэнс, ...
монтажДжон Ф. Линк, Фрэнк Дж. Уриосте
жанр боевик, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  20.2 млн,    Германия  1.31 млн,    Франция  655.5 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации:
В суперсовременном небоскребе Лос-Анджелеса полицейский Джон Макклейн ведет смертельную схватку с бандой политических террористов, взявших в заложники два десятка человек, в число которых попадает и его жена. Началось все с того, что парень приехал в город к жене, оказался на рождественском приеме, а кончилось настоящей войной…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
58 + 5 = 63
8.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Родерика Торпа «Крепкий орешек» (Nothing Lasts Forever, 1979).
    • Когда МакКлейн входит в фойе Накатоми-плаза, он с большим интересом рассматривает техническую новинку того времени — информационный терминал, оснащённый сенсорным экраном.
    • В книге Родерика Торпа главный герой спасает от преступников свою дочь. В фильме — жену.
    • Когда фильм только появился в России, он был известен под разными названиями, среди которых были «Неистребимый», «Упертый», «Умри тяжело, но достойно». Российское официальное название фильма — «Крепкий орешек» — закрепилось за ним несколько позднее. Дословный же русский перевод названия фильма звучит так: «Сопротивляться до конца» или же «Быть стойким».
    • На получение роли Джона МакКлейна претендовали Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Берт Рейнолдс, Ричард Гир. Брюс Уиллис был лишь пятым по счету кандидатом.
    • На официальном постере к кинокартине не было ни одного упоминания о Брюсе Уиллисе и его изображения. Только огромное здание. Продюсеры специально не стали помещать лицо актера, дабы не отпугнуть антифанатов Брюса от просмотра. После того как стало ясно, что фильм пошел в прокате успешно, появились и постеры с изображением актера.
    • Фразы на немецком языке, на котором изъясняются террористы, местами являются ошибочными с точки зрения грамматики и бессмысленными. В немецкой версии картины террористы родом вовсе не из Германии, а «откуда-то из Европы».
    • В картине один из копов говорит, что Джон МакКлейн «мог бы быть неплохим барменом». До того как начать актерскую карьеру, Брюс действительно подрабатывал барменом.
    • Книга, на которой основан фильм, является продолжением романа «Детектив», также подвергшегося экранизации. Главную роль в ней исполнил Фрэнк Синатра. Дебют Брюса Уиллиса состоялся в 1980 году в рамках картины «Первый смертельный грех». В одном из эпизодов фильма из бара выходит герой Брюса, и в тот же момент в бар заходит герой Синатры.
    • Сценарий картины первоначально был написан как сиквел к фильму «Коммандо». Однако после того как Арнольд Шварценнегер отказался сниматься в продолжении, сценарий претерпел серьезные изменения.
    • За роль в фильме Брюс Уиллис получил неслыханный для себя в то время гонорар в размере 5 миллионов долларов.
    • Актер Энтони Пек, исполнивший роль молодого копа, позднее снялся в продолжении картины («Крепкий орешек 3: Возмездие») в роли полицейского Рикки Уолша.
    • После выхода на экраны кинокартины туристам запрещается делать какие-либо снимки внутри здания Fox plaza, в котором проходили съемки.
    • Здание, использованное для съемок, было спроектировано архитектором Уильямом Перейром и стало одним из его последних проектов. Архитектор умер в 1985 году.
    • Адреса и телефонные номера менеджеров «Nakatomi plaza» повторяют реально существующие адреса и телефоны менеджеров «Fox Plaza», где происходили съёмки фильма.
    • В немецкой версии фильма имена террористов были изменены с традиционно немецких на британские: Ганс стал Джеком; Карл — Чарли; Хайнрих — Генри. Также были изменены название и цели террористической группы — они стали радикальными ирландскими активистами, отделившимися от основной организации и захватившие заложников не для преследования каких-либо целей, а для получения прибыли.
    • В одной из последних сцен фильма Ганс говорит МакКлейну, что в этот раз «Джон Уэйн не ускачет в сторону заката вместе с Грэйс Келли». На что Маклейн отвечает: «Это был Гэри Купер, ублюдок». Данная словесная перепалка является ссылкой на «Ровно в полдень» (1952).
    • Ганс Грубер и другие террористы приезжают к зданию «Nakatomi plaza» на грузовике компании «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier). В «Крепком орешке 3: Возмездие» (1995) в момент взрыва магазина в самом начале фильма можно заметить грузовик, стоящий возле здания. Грузовик принадлежит компании «Атлантический курьер» (Atlantic Courier). В «Скорости» (1994) на борту самолета также написано «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier).
    • Фраза «Йо-хо-хо, ублюдок!» (Yipee-ki-yay, motherfucker!) произносится во всех фильмах франчайза.
    • Сцена, в которой МакКлейн падает в шахту лифта, явилась следствием неудавшегося трюка. Изначально каскадер должен был ухватиться за первый вентиляционный проём. Однако создатели фильма оставили данный кадр, смонтировав его с кадром, где МакКлейн хватается за следующий вентиляционный проём, посчитав, что это будет выглядеть более захватывающее.
    • Джон МакТирнан намеренно не показывал крупного плана лица Ганса Грубера, когда тот стреляет из какого-либо оружия, потому что Алан Рикман вздрагивал при каждом выстреле, что, разумеется, никак не вязалось с образом жесткого и беспощадного террориста.
    • Считается, что фразы Брюса Уиллиса в сцене, где он вынимает осколок стекла из своей ступни, являются импровизацией актера. Однако, судя по первоначальному сценарию, Брюс лишь немного добавил от себя.
    • Автомат Карла — Steyr AUG.
    • Ганс Грубер получил своё имя в честь одного из персонажей «Парня по кличке Флинт» (1966).
    • Испанское название фильма — «Кристальные джунгли», польское — «Стеклянная западня». Венгерское название фильма — «Отдай свою жизнь подороже», название сиквела — «Твоя жизнь еще дороже», триквела — «Жизнь всегда дорога».
    • Брюс Уиллис лично порекомендовал Бонни Беделию на роль своей жены.
    • Хельсинский синдром — это ссылка на стокгольмский синдром. Неизвестно, почему создатели фильма решили изменить название.
    • Изначально планировалось, что здание «Nakatomi» будет контролироваться суперкомпьютером.
    • Здание «Nakatomi» — это на самом деле штаб-квартира студии «20th Century Fox».
    • Джон МакТирнан несколько раз отклонял предложение поставить данный фильм.
    • Прежде чем мы услышим первый выстрел, пройдет восемнадцать минут экранного времени.
    • Большая часть сценария является импровизацией актеров и съёмочной группы, т. к. многие сцены придумывались непосредственно во время съёмок.
    • Для сцены, в которой встречаются персонажи Брюса Уиллиса и Алана Рикмана, не устраивали репетиций, чтобы добиться более убедительного эффекта спонтанности встречи.
    • Одновременно со съёмками в «Крепком орешке» Брюс Уиллис играл в «Детективном агентстве «Лунный свет»». Обычно Уиллис снимался для телесериала днём, а вечером и ночью проходили съёмки фильма МакТирнана.
    • Сцена, где встречаются Грубер и МакКлейн, была добавлена в сценарий после того, как выяснилось, что Алан Рикман может достоверно сымитировать американский акцент.
    • Изначально фильм был переведён нелегальными издателями под названием «Умри тяжело, но достойно». В переводе А. Гаврилова фильм фигурировал под названием «Неистребимый». Когда фильм вышел в кинопрокат в СССР в 1991 году, в кинотеатрах он шёл под прижившимся ныне названием «Крепкий орешек».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В ходе съемки сцены, в которой Ганс Груббер падает с крыши здания, актер Алан Рикман на самом деле падает с 6-метровой высоты.
    • Музыка, которая играет в сцене, где Пауэлл убивает Карла, — это неиспользованный трек из саундтрека Джеймса Хорнера к «Чужим» (1986).
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Два выживших террориста ни разу не показали, есть ли у них в наличии хоть какое-нибудь оружие, и не сделали ни одной попытки запугивания заложников.
    • С самого начала своего пребывания в здании небоскрёба Джон МакКлейн одет в белую майку. Однако, начиная с 50-й минуты фильма (сцена проползания МакКлейна по вентиляционному воздуховоду), он уже одет в тёмно-коричневую майку.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Этот американский фильм, также известный у нас под глупым названием «Умереть тяжело, но достойно» (хотя Die Hard — это идиоматическое выражение, которое применяется по отношению к кому-то чересчур упорному и несгибаемому), пользовался большим успехом у зрителей во всём мире, только в кинопрокате превзойдя почти в пять раз свой бюджет в размере $28 млн. Ведь публику всегда привлекают энергичное развитие действия, острота коллизий и постановочные эффекты боевиков (знаменательно, что «Крепкий орешек» претендовал на «Оскар» в более технических категориях — за визуальные и звуковые эффекты, монтаж и звук). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5217 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В карьере почти каждого актера, имеющего за плечами большой опыт, должен быть персонаж, с которым его так или будут всегда ассоциировать. Таковым для Брюса Уиллиса стал Джон Маклейн, главный герой знаменитого боевика Джона МакТирнана «Крепкий орешек», вышедшего в 1988 году и мгновенно ставшим и кассовым, и культовым, ибо Джона Маклейна сложно назвать суперкопом. Маклейн — весьма простой и крайне упертый коп, регулярно отпускающий шутки и не склонный хандрить даже в самые жуткие моменты, для которого Рождество 1988 года стало далеко не самым веселым праздником. Брюс Уиллис, до этого фильма считавшийся актером комедийным, идеально вписался в насыщенный действием фильм, являющийся примером классического боевика. Он наполнил своего героя и личной харизмой, создав не просто героя боевика.

    Фильм сыгран на самом высочайшем уровне, ведь помимо Брюса Уиллиса в этой картине ярких героев сыграли Алан Рикман(террорист Ганс Грубер), Бонни Беделиа(Холли), Роберт Дави, Уильям Атертон.

    Режиссура в фильме очень напряженная и полная красивого экшена, столь редкого в современном кино, но очень характерного для фильмов 80-х годов. Великолепная работа оператора Яна Де Бонта и уникальный, узнаваемый сразу саундтрек Майкла Кэймена стали настоящей находкой данного фильма.

    Итак, я рекомендую этот яркий и зрелищный боевик всем поклонникам хороших экшен-картин и просто отличного развлекательного кино.

    10 из 10

    3 июля 2012 | 14:31

    В очередной раз посмотрела «Крепкий орешек». О-бо-жа-ю! И уважаю этот фильм. И, поверьте, есть за что… Во времена плотно сжатых тяжелых челюстей персонажей Шварценеггера и Сталонне, легкая ухмылочка Маклейна стала дуновением ветра перемен, глотком свежего воздуха. А в ХХI столетии, в период господства 3D кино и грандиозных, масштабных компьютерных спецэффектов, эту ленту отличает простота и опять же — моя главная слабость — невероятная харизма главного героя в исполнении Брюса Уиллиса.

    Брюс Уиллис, как и «Крепкий орешек», хорош всегда! В любом возрасте, в любом образе. Талантливейший актер, который просто светится изнутри. Мимо этого света невозможно пройти, его нельзя не заметить. Им наделен каждый персонаж Уиллиса. Джон Маклейн — простой американский полицейский без невидимого плаща Супермена за плечами, но зато с семейными проблемами и отличным чувством юмора. Что делает обычный человек, прежде чем броситься в омут с головой, смерти навстречу? Молится, плачет или страдает недержанием. Что делает Джон Маклейн? Юморит! Его реплики можно растаскивать на цитаты. Что, собственно, мы и сделали всей семьей. В образе Джона Маклейна также можно увидеть заботливого отца, любящего мужа и человека, который занимается любимым делом. Что ж, о нем я могу говорить часами, поэтому…

    Алан Рикман, исполнявший роль главного злодея. Он актер и он англичанин. «Что я могу еще сказать?» В принципе говорить больше нечего, ибо не требуется. У меня складывается такое впечатление, что английской сдержанности, стати (в то же время, английского кипучего темперамента) и британского произношения вполне достаточно, чтобы быть талантливым актером. Рикман сыграл немца по-английски: сдержанно, но с огоньком. Убийца с лицом и манерами джентельмена.

    Помимо главных героев в фильме присутствуют множество интересных персонажей: Холли Дженейро — жена Маклейна — мать, жена, женщина, создающая свою карьеру, бесшабашная и смелая. Джон Маклейн. Только в юбке. Миссис Джон Маклейн. Не зря обыгрывалась ситуация с фамилиями… не зря… Полицейский с печеньем (с пончиком). Типичный персонаж для американского фильма. Неуклюжий простак, который только и ждет, чтобы поскорее закончилась смена, поскорее бы к беременной жене и домашнему ужину, в уютное гнездышко… Однако, стереотипы ломаются. Он — бывший оперативник с темным пятном в личном деле и незримый друг главного героя, его единственная моральная поддержка. Он и чета Маклейнов — люди, которые способны пойти против системы, когда это необходимо, когда система дает сбой.

    Агенты ФБР — если быть точной, агент и специальный агент — этакие крутые парни, дающие «пять». Они есть воплощение системы. Никогда не пойдут против нее. Будут следовать инструкции, даже если это чревато гибелью невинных. Образы гротескные, пародийные, чувствуется сарказм со стороны создателей фильма. И, конечно же, журналисты, тоже оплот системы. Сенсация важнее человеческой жизни.

    «Крепкий орешек» — простой и веселый боевик, чуть более глубокий, чем кажется на первый взгляд. Посмотрела его в восемь лет, смотрю сейчас и посмотрю в сто восемь. Если доживу, конечно…

    29 сентября 2013 | 02:23

    «Крепкий орешек», безусловно, является эталонным американским боевиком, наряду с «Рэмбо», «Терминатором», «Хищником», «Смертельным оружием» и др. Для кого-то он любимый фильм детства. Одни смотрели его на видеокассетах в переводе Андрея Гаврилова (который перевел фильм, как «Неистребимый»), другие привыкли смотреть его по ТВ в хорошем многоголосом переводе. Для любителей дубляжа его выпустили специально на дисках в дублированном переводе. Одним словом, большинство из нас этот фильм, так, или иначе, смотрело. Поэтому его популярность никак не угасает (да и не угаснет, в отличие от его продолжений). А его доход в почти 139 миллионов долларов при бюджете в 28 миллионов доказывает нам, что «Крепкий орешек» оказался весьма прибыльным фильмом.

    В 1988 году после успеха картины «Хищник» режиссер Джон МакТирнан принялся снимать очередной фильм-боевик с Арнольдом Шварцнеггером, который опять наводил бы страх на врагов играя своими мускулами и глядя с каменным выражением лица. К сожалению (а скорее всего, к счастью) в новом фильме снялся молодой и малоизвестный актер Брюс Уиллис. Разумеется, это был риск со стороны продюсеров взять в такой жанр комедийного актера. Но зато можно с уверенностью сказать, что никто из них не прогадал. Ведь Брюс сделал невероятное — создал новый тип героя-одиночки, который противостоит преступникам. Его Джон МакКлейн обычный американский полицейский, который не блещет мускулатурой (как Шварцнеггер), не убивает врагов пачками, подобно машине для убийств (как Сталлоне), не машет руками и ногами (как Ван Дамм, Лунгрен, или Джеки Чан). Он даже вынужден почти весь фильм проходить без обуви (что приводит к травмам, мешавшим быстро передвигаться). Он такой же, как все мы — герой, у которого есть свои недостатки и достоинства. Он курит, имеет проблемы в личной жизни, но старается не унывать. Одной из главных фишек, которую внес в этот жанр Уиллис — юмор героя-спасателя. И именно тем, Джон МакКлейн и ценен для зрителя.

    Сюжет этого фильма прост. Накануне Рождества, полицейский Джон МакКлейн приезжает в Лос-Анджелес к жене и детям. Но когда небоскреб (в котором работает жена Джона) захватывают террористы, Джон оказывается единственным, кого не взяли в заложники. Используя этот шанс, он пытается доказать злодеям, что он «крепкий орешек», который им не по зубам.

    «Никогда больше даже не подумаю, чтобы подняться на высокое здание»

    Место действия, на мой взгляд, было удачно подобрано. В таком небоскребе (который к тому же и не достроен) в самом деле, можно играть в прятки. Сцены в лифтовых шахтах тому подтверждение. Так же к достоинствам фильма можно отнести пиротехнические и трюковые эффекты. Все в кадре смотрится отлично и красиво (несмотря на то, что фильм был снят 25 лет назад).

    «Yipee-ki-yay, motherf*cker!»

    Но не только лишь игра Брюса украсила этот фильм. Не менее важен и его антагонист — Ганс Грубер (в исполнении Алана Рикмана, известного, как Северус Снегг в фильмах о Гарри Поттере). Его герой не отпетый негодяй-головорез. Ганс Грубер производит на зрителя приятное впечатление. Его манеры изящны, речь вежливая, рассудок ясен. Между тем, он может спокойно досчитать до трех и всадить человеку пулю в лоб, не моргнув и глазом. Именно этим он и очаровывает зрителя. Человечному герою-одиночке противостоит загадочный харизматичный злодей. Что еще нужно для успеха в такой ленте? Конечно стоит еще отметить игру Александра Годунова — бывшего артиста балета, бежавшего из СССР в США. Его Карл — красивый немецкий блондин с длинными волосами, который, в отличие от Ганса Грубера слишком импульсивен и горяч. Но тем не менее он получился запоминающимся преступником.

    Напоследок, хочу добавить, что «Крепкий орешек» получился отличным боевиком, который можно брать за образец жанра. Ведь он даже номинировался на «Оскар» в номинациях «лучший звук», «лучший монтаж», «лучший монтаж звука», «лучшие визуальные эффекты». К сожалению, ни в одной номинации он не победил. Но зато его любят и ценят огромное количество зрителей, а имя Джона МакКлейна навсегда прочно закрепилось за Брюсом Уиллисом (который, кстати говоря, не против этого).

    10 из 10

    24 сентября 2013 | 19:13

    Пятая часть франшизы выходит в прокат, в связи с чем я хочу поделиться мыслями о серии «Крепкий Орешек». Серия стала классикой остросюжетных боевиков, а Брюс Уилис — классическим актером в данном жанре. Первый Фильм Принес с собой незабываемый экшн, напряженную историю и необычайно харизматичного и крутого главного героя.

    Сюжет

    «Я коп. Верьте мне, я занимаюсь этим уже одиннадцать лет.»(с)

    Именно сценарий делает фильм таким особенным. Он раскрывает взаимоотношения персонажей, причины происходящего, а главные злодеи не просто крушат все на своем пути, у них есть тщательно составленный план. Интересно то, что главный герой не сразу берет в руки оружие и начинает чинить расправу, его вынуждает отчаянная ситуация. Его шансы мизерны, но ты веришь в него до последнего. Сопереживаешь ему, радуешься за него. Один человек не может противостоять группировке в реальном мире, но ведь это кино. А кино позволяет нам увидеть то, что невероятно в жизни.

    Актерский состав

    Джон МакКлейн установил новые стандарты для персонажей экшн-фильмов. Джон обладатель ярко выраженная индивидуальности, в него веришь как в существующего человека. Оказавшись в опасности он испытывает страх, но сдерживает его, так как знает, что от него зависят судьбы многих. Он борется со страхом шутками.

    «- Вы действительно думаете, что имеете хоть один шанс против нас, Мистер Ковбой?
    - Йо-хо-хо, ублюдок.» (с)

    Ганс Грубер — главный злодей фильма. Он беспощадный и утонченный, а организаторские способности вместе с презрительным и монотонным голосом предают ему устрашения. Алан Рикман показал свою возможность перевоплощаться и преподносить действительно крутого антагониста. Реджинальд ВелДжонсон играет сержанта Пауэлла — полицейского, который оказал Джону необходимую моральную поддержку и стал для него настоящим другом. Я отметил лишь самых запомнившихся, но это далеко не весь основной состав. Каждый персонаж сыгран достойно и воспринимается как живой человек.

    Музыка

    Саундтрек выполнен в классическом стиле экшн-триллеров того времени. Он соблюдает общую атмосферу фильма и дополняет происходящее действие. Мне показалось забавным использование Рождественских песен таких исполнителей, как Фрэнк Синатра. Они немного разряжают серьезность и дают нам знать, что мы смотрим фильм.

    Визуальная часть

    Я в восторге от визуальных эффектов «Крепкого Орешка». Не только взрывы, но и выстрелы, кровь. Не оставили без внимания рукопашные бои и некоторые трюки. По факту — в этом фильме лучшие экшн-сцены среди боевиков 80-х годов (на мой взгляд). Мне очень нравится дизайн здания Накатоми Плаза.

    Итог:

    «Да, я еще здесь. По крайней мере, до тех пор, пока не откроете для меня парадные двери.» (с)

    Крепкий Орешек, без сомнения, можно назвать шедевром в своем жанре. Я рекомендую посмотреть его и сложить о нем свое мнение. С головокружительным экшеном, оригинальными диалогами и острым сюжетом, фильм надолго запоминается. На мой взгляд, концовка слегка очевидна, все шло именно к ней. Но я не назвал бы ее банальной, а скорее классической, нечто вроде вестерна наших дней. Фильм стоит посмотреть, он принесет вам немалое удовольствие и никогда не забудется.

    9 из 10

    15 февраля 2013 | 00:17

    Рождество повсюду. Крепко прижатая к кобуре плюшевая игрушка. Постеры с полуобнаженным «снегурочками» леса алюминиевого профиля на недостроенных этажах Накатоми-плаза. Рождественский рэп из проигрывателя в лимузине (еее, это же Калифорния, детка!) и пьяные гетеросексуальные мужчины, лезущие к тебе с поцелуями и праздничными пожеланиями (черрртова Калифорния!). Подходя к офису своей бывшей и, даст Бог, будущей, Джон Маклейн, коп из Нью-Йорка, приехавший реанимировать впавший в кому брак, рассеянно насвистывает «джингл-беллз». Последние минуты покоя перед долгой дорогой по битому стеклу, ведь когда, если не в Рождество, сбываться мечтам, а что американцу — глинтвейн с горящим камином, то немцу — пулеметная очередь и коды от сейфа.

    Смертоносные прятки в захваченном псевдотеррористами офисном здании стали одним из эталонов жанра чуть ли не с момента своего выхода на экраны. На первый взгляд, сыграла харизма актеров, бесстрастный акулий взгляд и капризный изгиб рта Рикмана, незабываемая улыбка молодого Уиллиса: гремучая смесь иронии, гордости, смущения, отчаянья, нежности на сложенных точно для поцелуя губах. И все-таки у обоих случались более сильные работы, а здесь скорее держит сюжет и то тщательно выстроенное двоемирие, которое за ним стоит. Упавшие решетки системы безопасности словно ставят предел атмосфере здания, консервируют ее, запирают внутри. В сверкающем водовороте сочельника нет места взрывам, ограблениям, операциям с заложниками. Диспетчер службы спасения вяло переругивается с матерящимся по рации информатором, у монитора мерцает огнями елочка. Телеведущие пытаются вспомнить, в какой стране находится Стокгольм, чтобы ввернуть умное словцо. Полицейские дежурно делают глупости, с тоской думая об остывающем дома праздничном ужине. Все понарошку. Не взаправду. Пинг-понг по рации: отчаяние и страдание на одном конце волны, беззаботное праздничное равнодушие на другом. Зритель же — как тот мяч: туда и обратно, по крутой дуге между криками умирающих и комично-циничным энтузиазмом фэбээровцев-однофамильцев.

    Если нас, что называется, выпускают наружу подышать, разведать обстановку, то упорный Маклейн — всегда внутри, непонятый, преследуемый, израненный и измотанный, но не сдающийся. Бездонные шахты, вентиляционные колодцы, помещения, заваленные какими-то трубами и проводами: Джон МакТирнан последовательно визуализирует озвученную вначале метафору о палке, случайно попавшей в колесо чужого плана, камешке, затерявшемся в недрах сложного просчитанного механизма. И если судьба колеса/механизма заложена в самой идиоме — вон, уже одна за другой ломаются спицы, рушатся выверенные схемы — то кого, спрашивается, волнует участь палки? Разве что она начнет кровоточить. Русский перевод названия фильма на редкость неудачен. Чтобы добраться до нутра крепкого орешка, достаточно взять молоток: разбей скорлупу — и ешь. Герой же Уиллиса, напротив, сравнительно легко отбрасывает мягкую кожуру, обнажая ядро, о которое впору сломать зубы. Первые «цивилизованные» планы: привлечь внимание, вызвать полицию, спрятаться и наблюдать. Первые «цивилизованные» убийства: подними руки и положи оружие, иначе я причиню тебе вред. И быстро пришедшее понимание, что никто не поможет, и нет никаких правил. Только тридцать жизней, которые угаснут, если ты не сумеешь сделать невозможное. Хоу-хоу-хоу, ублюдки, теперь у меня есть автомат.

    И, конечно, Рождество наступит для каждого (кроме тех, кто сгорел заживо и упал замертво), пусть и с опозданием длиной в ночь. Ворвется, взорвется, полыхнет бумажной метелью. А что ты просил у Санты, малыш? Прижать к груди ту, с которой давно не получалось даже поговорить? Передать последний привет родителям перед тем, как их прихлопнут сердитые арийцы? Отжечь в лимузине с плюшевым медведем или, быть может, восстановить былые навыки человекоубийства? Гляди, сейчас откроется мешок. Хэппи-энд, почерневший от порохового дыма (совсем как обязательная к упоминанию в рецензиях на «Die Hard» майка Уиллиса), выглядит не данью традициям жанра, но тем, чем и должен — чудом. Улыбкой жизни посреди привычных несовершенств и ужасов этого привычного несовершенного и отчасти ужасного мира. Миллионы долларов кружатся в воздухе, и никто не поднимает головы. Все правильно, let it snow.

    8 из 10

    8 января 2014 | 21:15

    Все начинают с малого. Актеры в том числе. О славе им приходится только мечтать. Брюс Уиллис в 80-х годах прошлого века был далеко не самой известной личностью — он работал везде, где только можно. Но однажды удача повернулась к нему лицом, и он получил роль в детективном сериале, чьё название вынесено в заголовок абзаца. Там он получил запоминающуюся, но далеко не самую главную роль. Зато зрителям Брюс пришелся по вкусу.

    Тем временем, голливудские сценаристы решили экранизировать книгу Родерика Торпа «Ничто не вечно». Беда была в том, что эта книга являлась продолжением другого опуса Торпа, «Детектив», а его экранизировали в 1955 году с Френком Синатрой в главной роли. Стивен Де Соуза и Джеб Стюарт решили переписать сценарий, чтобы убрать все признаки сиквела, и омолодили главного героя. Брюс Уиллис решил попробовать свои силы. На пробах его заметили. Вскоре малоизвестный актер в одночасье стал знаменитостью. И, надо сказать, есть за что.

    На Рождество Джон МакКлейн, обычный нью-йоркский полицейский, приехал в Лос-Анджелес навестить жену, с которой он в разводе, и своих детей. Бывшая миссис МакКлейн работает в небоскрёбе «Накатомми», и там, в честь грядущего праздника, решили устроить большую вечеринку, в которой приняли участие все мало-мальски важные члены фирмы, в том числе жена Джона. Он приезжает, узнает, что жена даже сменила фамилию (на девичью, Дженеро) и собирался было уходить… Но все сложилось не так, как планировал МакКлейн — здание захватывают немецкие террористы, которые закрывают все входы и выходы из небоскреба и берут офисных работников в заложники. К счастью, бравый коп оказался единственным в небоскрёбе, кого не поймали бандиты. Теперь только Джон может противостоять злодеям, ведь они не подозревают, кто он, и на что способен этот полицейский ради жены…

    Стоит признать, что де Соуза и Стюарт отлично переделали «Ничто не вечно» под голливудский блокбастер. По крайней мере, сценарий у «Крепкого орешка» насыщенный, динамичный и совершенно не утомляющий (а 130 минут это, там скажем, немало). Сложно сказать, что же делает сюжет ленты таким захватывающим и легким. Но если говорить на уровне предположений…

    Во-первых, герои «Орешка» очень запоминающиеся и интересные личности. Хотя, стоит признать, злодеи достаточно стереотипны, но они берут своё отрицательной харизмой. Остальные персонажи тоже далеко не самые оригинальные, зато они яркие и очень живые. Но главная изюминка фильма — это Джон МакКлейн. Он, по сути, обычный полицейский, попавший в экстремальную ситуацию. Джон не супермен, он ходит босиком, то и дело «влипает» в неприятности, не выглядит и не ведёт себя как герой боевиков того времени. Авторам сценария удалось создать новый тип главного действующего лица в экшн-фильмах — «герой поневоле». МакКлейн борется со злодеями не потому, что ему очень хочется всех перебить, а потому, что у него банально нет выбора. Но даже в самые критические моменты герой остаётся «своим парнем»: циничным, храбрым и находчивым. В такого полицейского веришь больше, чем во всяких коммандос (помните этот боевик со Шварценеггером?).

    Актерская игра только увеличивает эффект. Брюс Уиллис в роли копа отлично смотрится и убедительно играет. Даже не верится, что до этого он исполнял в основном роли простаков без какого-либо намека на «боевитость». Бронебойная харизма актера сделала из МакКлейна по-настоящему запоминающегося и человечного персонажа. Теперь даже сложно представить «Die Hard» без Уиллиса.

    Не менее удивительна игра Алана Рикмана, который впервые для себя сыграл злодея (и вообще это его первая роль в кино, до этого он работал в театре). Образ Ганса Грубера пусть и не глубок, но зато мерзавец у Рикмана вышел по-настоящему зловещим и внушающим опасность: Грубер умен, хитер и очень жесток. Определённо, Ганс — один из самых запоминающихся главных злодеев в истории кино.

    Остальные актеры отлично вписались в фильм, и претензий по поводу их игры нет. Наигранности нет и в помине. Лицедеи играют очень живо и естественно, и роли сидят на них как влитые.

    Кроме нового героя, сценаристы придумали новый подвид жанра «экшн»: боевик, в котором действие происходит в месте, откуда невозможно убежать. При этом герой всего один, а врагов много. Это позволило написать огромное количество сцен, где балом правит не ураганный экшн, а ощущения того, что герой в западне. Это здорово «подогревает» действие и делает фильм по-настоящему «санспенсовым» и «цепляющим».

    Как и в любом боевике с Уиллисом, в фильме есть юмор. В основном это саркастичные замечания МакКлейна и сатира на работу журналистов. Не зря многие фразы ленты стали крылатыми («Черт, из всех террористов в мире я убил того, у кого размер ноги меньше, чем у моей сестры!»).

    Но не юмором и сюжетом хорош «Неистребимый» (вариант русского перевода 90-х): в плане трюков и боевых сцен к фильму не придерешься — разнообразие ситуаций, отличная пиротехника и спецэффекты и по-настоящему мощные перестрелки, снятые просто великолепно. Тут нет особо сложных и «понтовых» эффектов, но смотрится все действо потрясающе.

    Саундтрек «Крепкого орешка», как обычно бывает у блокбастеров, получился запоминающимся и подходящим фильму по стилю. Кроме специально написанных для фильма мелодий, авторы использовали музыку Бетховена и новогодние песни для создания подходящего настроения и разнообразия. У них получилось — кино атмосферное и на удивление новогоднее. Было бы забавно смотреть такое кино вместо «Иронии Судьбы» 31 декабря…

    Декорации здания «Накотомми» (которое, на самом деле, является штаб-квартирой компании «20 Век Фокс») необычайно разнообразны — тут есть и офисы, и большие комнаты в стиле арт-декор, какие-то складские помещения и куча других мест. Хотя действие происходит в одном небоскрёбе, этажи в нем очень разные — то Джон бегает по какой-то строй площадке, то на лестнице, потом в красивый зал зайдет… Заскучать при такой смене обстановки невозможно.

    Оператор у фильма — Ян де Бонт, и это много говорит о качестве съемки. Он — настоящий профессионал в этой области, потому работа камеры идеальная для подобного фильма. Экшн-сцены поражают, он мастерски запечатлены на камеру, без всяких встрясок, а во время трюков оператор берёт мощные ракурсы.

    Как уже говорилось выше, спецэффекты и пиротехника очень реалистичны. Тут и взрывы, и искры, и ещё много чего. При этом все эти «демонстрации бюджета» выглядит очень феерично и мощно.

    Вывод: Перед нами фильм, моментально ставший эталоном жанра. «Крепкий орешек» не стареет. Как и любая классика жанра.

    10 из 10

    27 апреля 2009 | 00:06

    В наши дни крайне тяжело подобрать слова, чтобы описать оригинальный фильм нынче обширной франшизы «Крепкий орешек», которая, к слову, и по сию пору не завершена (в планах, как минимум, шестая часть). Дело в том, что «Крепкий орешек» — уже давно обрел культовый статус и заслуженно считается классикой жанра боевик. Для меня попросту не представляется возможным (да и нет никакого желания, если честно) найти минусы в это двухчасовой постановке, где ещё такой молодой и при волосах Брюс Уиллис отважно в одиночку борется с группой террористов в гигантском небоскребе японской мегакорпорации.

    Отмечу только следующее: «Крепкий орешек» сквозь лета до наших дней пронес и не растерял дорогой своей изюминки, а потому по-прежнему смотрится на «ура». Здесь хватает эффектных трюков, взрывов и, конечно же, самого главного — мастерски поставленных перестрелок. А монотонность декораций нисколько не минус — во-первых, это вполне логично обусловлено сюжетом картины, во-вторых, это визитная карточка «Крепкого орешка».

    Вердикт. Боевик, который и спустя годы не растерял былого шарма.

    10 из 10

    16 декабря 2013 | 06:12

    Супергерой без суперспособностей. У него нет паутины, выдвижных когтей или хотя бы кучи технических прибамбасов. Он не Человек-Паук, не Росомаха и не Бэтмен. Он простой коп по имени Джон.

    Фильм можно смело назвать классикой американского нефантастического боевика. Тут есть главный герой в исполнении молодого Уиллиса, чья харизма бьет наповал. МакКлейн умеет прыгать, стрелять и выживать, а также мылить шеи и надирать задницы «плохим парням». При этом он может испугаться, как мы с вами, и посмеяться, как мы с вами, у него, как и у нас, не всегда все гладко на работе и в семье. Недавно мне пришло в голову, что Безымянный Герой из «Готики», возможно, сделан под вдохновением от этой и подобных ролей Брюса. Даже внешне слегка похож. В любом случае, образ Джона давно стал народным достоянием, как и его «йупи-ки-йай, мазафакер», оно же «йо-хо-хо, ублюдок».

    Тут есть героиня, но это не стандартная блондинка, сексапильная и глупенькая, а бизнесвумен и мать семейства, смелая и строгая дама. Она в сюжете не просто так, исполняет функцию «чтобы было романтично», а очень в тему.

    И тут есть шикарный Враг, Ганс Грубер, в исполнении Рикмана. Действительно, есть в нем что-то немецкое. Он, как полагается главзлодею, умен, красив и неудачник. Сцена, где он притворяется одним из заложников, просто прекрасна, даже не по меркам боевика. Да и она ли одна? Приятно также видеть среди его подручных нашего Годунова, тоже всего такого скандинавского.

    Удивительно в «Крепком орешке» еще и то, что в фильме хватило энергии выдержать очень слабую вторую часть и возродиться в прекрасной третьей. Что еще сказать? Вы его наверняка смотрели и сами. А если не смотрели — посмотрите, это того стоит.

    Один в поле, конечно же, воин.

    Если этот один — Джон МакКлейн.

    23 июня 2011 | 14:10

    Наконец-то дошли у меня руки до просмотра этой кино легенды. В детстве, когда этот фильм был безумно популярен, он почему-то прошел мимо меня. В моем кинематографическом детстве, правда и так, хватало боевиков. Но вот, наконец, я добрался до этой картины.

    Безусловно, огромное значение играет время. Все-таки сейчас такие фильмы смотрятся и воспринимаются совсем по-другому. Такие картины давно стали примером для комедийных пародий, и все эти сюжеты про супергероя, который борется один против армии и обязательно выигрывает, устарели и кажутся смешными. Но, с другой стороны, в таких лентах есть своя фишка. Особенно для советских людей. Порой очень хочется окунуться в ту атмосферу, когда кино переписывалось с кассеты на кассету, когда перевод был пиратским и просто неподражаемым, когда именно такие боевики имели бешенную популярность. Боже мой, это кино вышло в год моего рождения!

    В целом, фильм как фильм. Боевик о том, что один крутой парень спасет кучу людей и выберется из огромной ж*пы чуть поранившись. Конечно, для Уиллиса, этот фильм стал плацдармом в его карьере. И фанатам этого актера смотреть нужно обязательно. Да и какой ты фанат, если не смотрел такой фильм с Брюсом!

    Насладится той атмосферой можно и нужно. Порой нам так не хватает таких вот фильмов, в которых есть супергерой и все спецэффекты еще не делались на компьютере.

    10 марта 2012 | 20:47

    Эх, трудно что-либо писать о таком фильме, как «Крепкий орешек»… Ведь самый любимый, как-никак. Готов хоть целую книгу накатать. Однако, успокоюсь и напишу небольшой отзыв.

    Итак, чем привлекателен этот фильм? Почему самый любимый? Почему служит примером качественного боевика в американских киношколах? Почему считается классикой? Почему говорят, что он изменил свой жанр? Почему столько последователей породил? Сейчас во всем разберемся…

    80е годы. Эпоха Арни и Слая, «Терминатора» и «Рэмбо». На тот момент, они, пожалуй, были главными коммерчески успешными актерами жанра боевика того времени. На их счету было уже немало ролей этого жанра, чего не скажешь о Брюсе Уиллисе. Он был комедийным актером, а в боевики его тогда еще никто не звал. И тут — роль в «Крепком орешке». Надо заметить, что продюсеры фильма по началу очень переживали на этот счет — на первых постерах фильма не было даже портрета Брюса, ибо публика могла отказаться от похода на этот фильм только из-за того, что он был новичком в данном жанре. (Справка: сперва, на роль МакКлейна претендовал Арни, но он был занят в другом фильме и в итоге позвали Брюса.) Но публике новый герой понравился, в итоге сформировались, так сказать, «три кита жанра экшен» — Арни, Слай и Брюс.

    Герой Брюса Уиллиса — полицейский Джон МакКлейн превратился в настоящий культ, стал настоящим кумиром молодежи. Во многом по одной простой причине — он самый обычный человек. НЕТ, СЕРЬЕЗНО! Он честно истекает кровью, честно переживает, честно ругается со своей женой, честно боится бегать по битому стеклу (но бегает — жить ведь хочется). Короче говоря, он — честный. Однозначно, не супермен. Притом, МакКлейн действует словно хирург, медленно и пошагово сокращает население террористов. Пожалуй, герой фильма — один из его главных плюсов.

    Не менее важным плюсом фильма является идея, благодаря которой и вышла куча клонов. Человек, совершенно неожиданно очутившийся в очень щекотливой ситуации, из которой очень трудно найти выход. Причем интересна сама ситуация — вот приезжаешь ты к своей жене на Рождество, а тут залетают некие мальчиши — плохиши, размахивают автоматическим оружием, берут всех (включая жену) в заложники и предъявляют свои требования. Понятно дело, сдаваться — верная гибель. Потому придется включать мозги и разбираться с говнюками. 40 этажей, 12 террористов и один полицейский со старым служебным пистолетом и желанием ВЫЖИТЬ и СПАСТИ СВОЮ ЖЕНУ. Романтично, не правда ли?

    Именно, эти два момента и не смогли воплотить многочисленные клоны-подражатели. Вот, к примеру, «В осаде» со Стивеном Сигалом. Считается одним из самых успешных клонов «Крепкого орешка». Да, не спорю, там очень красиво дерутся, актеры замечательные присутствуют, но в целом фильм больше напоминает историю об еще одном герое-супермене, который как в том анекдоте… Махнул правой рукой — озеро появилось, махнул левой — лебеди по озеру поплыли… Махнул еще 200 грамм — начались галлюцинации по страшнее… Короче, во всех этих клонах перенесена только экшен-часть «орешка» и ничего более. Так что «орешек» так и остался непревзойденным.

    Ну еще расскажу о различных интересных деталях:
    1. Режиссура. Можно сказать, что в этом фильме окончательно сформировался фирменный стиль Джона МакТирнана — «один в поле воин». Потрясающий режиссер и снимает фильмы с «изюминкой». Помню, в одном из поздних интервью Реджинальд Велджонсон сказал о Мактирнане следующее: «Если он хочет добиться определенного кадра — он его обязательно добьется.»
    2. Оператор. Ян Де Бонт, главный оператор Пола Верховена, настоящий профи в своем деле, всегда умеет подать любой момент в самом эффектном виде.
    3. Актеры. Молодцы! Ну про Брюса можно и не говорить, в общем-то, он крутой актер, для жанра боевика был рожден, умеет передавать эмоции в доли секунды, отлично шутить и красиво воевать. Алан Рикман в роли главредиски Ганса — это ваще сдохнуть можно! Его лучшая роль, однозначно. Ну и остальные персонажи не подвели — Бонни Беделия, в роли жены МакКлейна, Реджинальд Велджонсон в роли копа-помощника снизу, Пол Глисон в роли начальника полиции, наша русская звезда балета Александр Годунов в роли «правой руки» Ганса — Карла… Тут все на своих местах. И, кстати, они свои роли не играют, они ими живут.
    4. Музыка! Считаю, что выбор саундтрека очень-очень важен. Две самые главные темы: первая, в начале, написанная культовой хип-хоп-формацией Run DMC и вторая, в конце, прекрасная рождественская песня «Let It Snow». Ну и конечно, мощные оркестровки Майкла Кеймена, играющие в течение всего фильма.
    5. Зрелищность. Не считаю очень важным показателем, но показатель этот в целом люблю. Здесь есть все необходимое — взрывы, перестрелки, безумные аттракционные трюки и прочие подобные прелести. Разумеется, звучок тоже отменный.

    Вот, в общем-то и все, что я хотел рассказать о своем любимом фильме. Наверное, все…

    Кстати, недавно смотрел на бонусном диске коллекционного DVD «Крепкого орешка 4» рассказ о создании первой части. Первая главная мысль всех создателей — «мы думали, что у нас на выходе получится совершенно обычный боевик, который вы посмотрите, порадуетесь, наверняка забудете, наверняка он принесет коммерческую прибыль». Возможно, из-за того что ребята не гнались за каким-то диким успехом, у них и получилась классика, настоящий шедевр… И еще фраза режиссера: «мы знаем, что это поп-корн и мы не отрицаем, что это поп-корн…» И верно делают — от себя не убежишь, да и поп-корн тоже очень вкусным бывает…

    17 января 2009 | 11:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 451 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 225 руб.
    DVD, 323 руб.
    DVD, 399 руб.
    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 699 руб.
    Blu-Ray, 323 руб.
    подробнее

    Новости


    Компания Уилла Смита Overbrook Entertainment и студия Sony наняли Джеремайю Фридмана и Ника Палмера для переработки сценария «Карате-пацана 2». Одновременно с этим сиквел картины 2010 года оказался без постановщика. Брек Эйснер выбыл из проекта, не сумев согласовать съемочные графики. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Мы начали сотрудничество с «Жанны Д’Арк». Поскольку это было в самом начале моей кинокарьеры, сам факт участия в таком крупном проекте для меня значил очень много. Это был прекрасный сон. Потом я сделал больше 20 фильмов с Бессоном: «Перевозчик», «Такси», «13-й район» и другие — и каждый раз это было незабываемо. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К выходу в российский прокат исторической мелодрамы Патриса Леконта «Обещание», в которой Алан Рикман становится частью любовного треугольника, КиноПоиск вспоминает самые яркие сцены из фильмов актера — от «Робин Гуда» и «Крепкого орешка» до «Догмы» и «Гарри Поттера». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Петербурге, в кинотеатре «КАРО Фильм» на Байконурской открылся новый зал IMAX. Показывали «Запрещенный прием» Зака Снайдера, который несмотря на все свои проблемы привел меня в полный восторг. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    15.Игры разумаA Beautiful Mind8.641
    16.Криминальное чтивоPulp Fiction8.630
    17.Операция «Ы» и другие приключения Шурика8.618
    18.Властелин колец: Возвращение КороляThe Lord of the Rings: The Return of the King8.602
    19.ГладиаторGladiator8.600
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.БивеньTusk91.96%
    42.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.70%
    43.Человек-муравейAnt-Man91.46%
    44.Безымянный проект Кэмерона КроуUntitled Cameron Crowe Project91.43%
    45.Врожденный порокInherent Vice91.41%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy32
    СигналThe Signal2
    СаботажSabotage38
    Седьмой этажSéptimo2
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here20
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.493
    ГераклHercules6.311
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.546
    Домашнее видеоSex Tape5.842
    Король сафариKhumba5.817
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    Кавказская пленница!21.08
    Если я останусьIf I Stay28.08
    премьеры