всё о любом фильме:

Крепкий орешек

Die Hard
год
страна
слоган«40 Storeys High - with Suspense, Excitement and Adventure on every level!»
режиссерДжон МакТирнан
сценарийДжеб Стюарт, Стивен Е. де Соуза, Родерик Торп
продюсерЛоуренс Гордон, Джоэл Силвер, Чарльз Гордон, ...
операторЯн де Бонт
композиторМайкл Кэмен
художникДжексон Де Говиа, Джон Р. Дженсен, Мэрлин Вэнс, ...
монтажДжон Ф. Линк, Фрэнк Дж. Уриосте
жанр боевик, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  20.2 млн,    Германия  1.31 млн,    Франция  655.5 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации:
В суперсовременном небоскребе Лос-Анджелеса полицейский Джон Макклейн ведет смертельную схватку с бандой политических террористов, взявших в заложники два десятка человек, в число которых попадает и его жена. Началось все с того, что парень приехал в город к жене, оказался на рождественском приеме, а кончилось настоящей войной…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
58 + 5 = 63
8.4
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Родерика Торпа «Крепкий орешек» (Nothing Lasts Forever, 1979).
    • Джон МакТирнан несколько раз отклонял предложение поставить данный фильм.
    • Ганс Грубер получил своё имя в честь одного из персонажей «Парня по кличке Флинт» (1966).
    • Когда фильм только появился в России, он был известен под разными названиями, среди которых были «Неистребимый», «Упертый», «Умри тяжело, но достойно». Российское официальное название фильма — «Крепкий орешек» — закрепилось за ним несколько позднее. Дословный же русский перевод названия фильма звучит так: «Сопротивляться до конца» или же «Быть стойким».
    • На получение роли Джона МакКлейна претендовали Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Берт Рейнолдс, Ричард Гир. Брюс Уиллис был лишь пятым по счету кандидатом.
    • На официальном постере к кинокартине не было ни одного упоминания о Брюсе Уиллисе и его изображения. Только огромное здание. Продюсеры специально не стали помещать лицо актера, дабы не отпугнуть антифанатов Брюса от просмотра. После того как стало ясно, что фильм пошел в прокате успешно, появились и постеры с изображением актера.
    • Фразы на немецком языке, на котором изъясняются террористы, местами являются ошибочными с точки зрения грамматики и бессмысленными. В немецкой версии картины террористы родом вовсе не из Германии, а «откуда-то из Европы».
    • В картине один из копов говорит, что Джон МакКлейн «мог бы быть неплохим барменом». До того как начать актерскую карьеру, Брюс действительно подрабатывал барменом.
    • Книга, на которой основан фильм, является продолжением романа «Детектив», также подвергшегося экранизации. Главную роль в ней исполнил Фрэнк Синатра. Дебют Брюса Уиллиса состоялся в 1980 году в рамках картины «Первый смертельный грех». В одном из эпизодов фильма из бара выходит герой Брюса, и в тот же момент в бар заходит герой Синатры.
    • Сценарий картины первоначально был написан как сиквел к фильму «Коммандо». Однако после того как Арнольд Шварценнегер отказался сниматься в продолжении, сценарий претерпел серьезные изменения.
    • За роль в фильме Брюс Уиллис получил неслыханный для себя в то время гонорар в размере 5 миллионов долларов.
    • Актер Энтони Пек, исполнивший роль молодого копа, позднее снялся в продолжении картины («Крепкий орешек 3: Возмездие») в роли полицейского Рикки Уолша.
    • После выхода на экраны кинокартины туристам запрещается делать какие-либо снимки внутри здания Fox plaza, в котором проходили съемки.
    • Здание, использованное для съемок, было спроектировано архитектором Уильямом Перейром и стало одним из его последних проектов. Архитектор умер в 1985 году.
    • Адреса и телефонные номера менеджеров «Nakatomi plaza» повторяют реально существующие адреса и телефоны менеджеров «Fox Plaza», где происходили съёмки фильма.
    • В немецкой версии фильма имена террористов были изменены с традиционно немецких на британские: Ганс стал Джеком; Карл — Чарли; Хайнрих — Генри. Также были изменены название и цели террористической группы — они стали радикальными ирландскими активистами, отделившимися от основной организации и захватившие заложников не для преследования каких-либо целей, а для получения прибыли.
    • В одной из последних сцен фильма Ганс говорит МакКлейну, что в этот раз «Джон Уэйн не ускачет в сторону заката вместе с Грэйс Келли». На что Маклейн отвечает: «Это был Гэри Купер, ублюдок». Данная словесная перепалка является ссылкой на «Ровно в полдень» (1952).
    • Ганс Грубер и другие террористы приезжают к зданию «Nakatomi plaza» на грузовике компании «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier). В «Крепком орешке 3: Возмездие» (1995) в момент взрыва магазина в самом начале фильма можно заметить грузовик, стоящий возле здания. Грузовик принадлежит компании «Атлантический курьер» (Atlantic Courier). В «Скорости» (1994) на борту самолета также написано «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier).
    • Фраза «Йо-хо-хо, ублюдок!» (Yipee-ki-yay, motherfucker!) произносится во всех фильмах франчайза.
    • Сцена, в которой МакКлейн падает в шахту лифта, явилась следствием неудавшегося трюка. Изначально каскадер должен был ухватиться за первый вентиляционный проём. Однако создатели фильма оставили данный кадр, смонтировав его с кадром, где МакКлейн хватается за следующий вентиляционный проём, посчитав, что это будет выглядеть более захватывающее.
    • Джон МакТирнан намеренно не показывал крупного плана лица Ганса Грубера, когда тот стреляет из какого-либо оружия, потому что Алан Рикман вздрагивал при каждом выстреле, что, разумеется, никак не вязалось с образом жесткого и беспощадного террориста.
    • Считается, что фразы Брюса Уиллиса в сцене, где он вынимает осколок стекла из своей ступни, являются импровизацией актера. Однако, судя по первоначальному сценарию, Брюс лишь немного добавил от себя.
    • Автомат Карла — Steyr AUG.
    • Испанское название фильма — «Кристальные джунгли», польское — «Стеклянная западня». Венгерское название фильма — «Отдай свою жизнь подороже», название сиквела — «Твоя жизнь еще дороже», триквела — «Жизнь всегда дорога».
    • Брюс Уиллис лично порекомендовал Бонни Беделию на роль своей жены.
    • Хельсинский синдром — это ссылка на стокгольмский синдром. Неизвестно, почему создатели фильма решили изменить название.
    • Изначально планировалось, что здание «Nakatomi» будет контролироваться суперкомпьютером.
    • Здание «Nakatomi» — это на самом деле штаб-квартира студии «20th Century Fox».
    • Прежде чем мы услышим первый выстрел, пройдет восемнадцать минут экранного времени.
    • Большая часть сценария является импровизацией актеров и съёмочной группы, т. к. многие сцены придумывались непосредственно во время съёмок.
    • Для сцены, в которой встречаются персонажи Брюса Уиллиса и Алана Рикмана, не устраивали репетиций, чтобы добиться более убедительного эффекта спонтанности встречи.
    • Одновременно со съёмками в «Крепком орешке» Брюс Уиллис играл в «Детективном агентстве «Лунный свет»». Обычно Уиллис снимался для телесериала днём, а вечером и ночью проходили съёмки фильма МакТирнана.
    • Сцена, где встречаются Грубер и МакКлейн, была добавлена в сценарий после того, как выяснилось, что Алан Рикман может достоверно сымитировать американский акцент.
    • Изначально фильм был переведён нелегальными издателями под названием «Умри тяжело, но достойно». В переводе А. Гаврилова фильм фигурировал под названием «Неистребимый». Когда фильм вышел в кинопрокат в СССР в 1991 году, в кинотеатрах он шёл под прижившимся ныне названием «Крепкий орешек».
    • В книге Родерика Торпа главный герой спасает от преступников свою дочь. В фильме — жену.
    • Когда МакКлейн входит в фойе Накатоми-плаза, он с большим интересом рассматривает техническую новинку того времени — информационный терминал, оснащённый сенсорным экраном.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В ходе съемки сцены, в которой Ганс Груббер падает с крыши здания, актер Алан Рикман на самом деле падает с 6-метровой высоты.
    • Музыка, которая играет в сцене, где Пауэлл убивает Карла, — это неиспользованный трек из саундтрека Джеймса Хорнера к «Чужим» (1986).
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Два выживших террориста ни разу не показали, есть ли у них в наличии хоть какое-нибудь оружие, и не сделали ни одной попытки запугивания заложников.
    • С самого начала своего пребывания в здании небоскрёба Джон МакКлейн одет в белую майку. Однако, начиная с 50-й минуты фильма (сцена проползания МакКлейна по вентиляционному воздуховоду), он уже одет в тёмно-коричневую майку.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Этот американский фильм, также известный у нас под глупым названием «Умереть тяжело, но достойно» (хотя Die Hard — это идиоматическое выражение, которое применяется по отношению к кому-то чересчур упорному и несгибаемому), пользовался большим успехом у зрителей во всём мире, только в кинопрокате превзойдя почти в пять раз свой бюджет в размере $28 млн. Ведь публику всегда привлекают энергичное развитие действия, острота коллизий и постановочные эффекты боевиков (знаменательно, что «Крепкий орешек» претендовал на «Оскар» в более технических категориях — за визуальные и звуковые эффекты, монтаж и звук). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5047 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пуленепробиваемый, дерзкий, харизматичный и короткостриженный Брюс Уиллис в белой майке с пистолетом в руке, оставляющий кровавые следы на полу — вот это те самый воспоминания из детства после просмотра этого фильма. Настоящие герои всегда идут напролом, чего бы им это не стоило. А иметь дело с раненым и загнанным в угол зверем почти всегда смертельно опасно.

    Конечно, бесспорно культовый фильм, не реалистичный, наивный, где то глупый, но такой же увлекательный и удивительный, как и много лет назад

    9 из 10

    6 июля 2007 | 12:07

    Сколько же хвалебных отзывов, задушевных дифирамбов и громких слов сказано в адрес этого фильма. Он воистину является революционным этапным для развития жанра боевика. В первую очередь благодаря трансформации главного действующего лица.

    Джон Макклейн — на момент съемок значительно выделялся на фоне остальных героев боевиков. Они или обладатели сильного, мускулистого тела, способные с легкостью голыми руками задушить дракона, или мастера восточных боевых искусств, чье прикосновение мизинца способно вызвать болевой шок и последующую кому, или просто люди, состоящие в некой высшей духовной категории, потому презирающие смерть страдания и лишения.

    Макклейн не может похвастать ничем из вышеописанного. Он — просто человек, оказавшийся не в то время не в том месте и вынужденный бороться с обстоятельствами. На мой взгляд, это первый киногерой, который сделал чудовищный шаг в сторону зрителя. В то время, как прочими борцами за справедливость мог бы гордиться Ницше, наблюдая в них свою сбывшуюся мечту о сверхчеловеке, Маклейн вызывает сочувствие, сопереживание и нередко соучастие его горестям и проблемам (чего бы, кстати, герр Ницше совсем не одобрил).

    Но почему же он нам столь близок? Может быть, дело в том, что сама наша жизнь имеет некоторые общие черты развития с историей Маклейна. Мы попадаем в мир (небоскреб) прямиком с небес (самолета), где на поверку обнаруживаем насилие и подавление (террористы). Помощь и спасение (полицейские) кажутся так близко, но, по сути, в иной звездой системе. И вот! Мы в исступлении носимся по этажам, убивая врагов, с ужасом осознавая, что мы и сами запросто можем быть убиты, но в надежде найти то… не знаю что (Холли). Оно бросало нас сто миллионов раз и бросит снова, но мы все также упорно и бестрепетно рвемся к нему. И вот, измочаленные, изувеченные, истекающие кровью, обессиленные мы выживаем, высвобождаемся и обнаруживаем, что нас… вновь ожидает бойня. Вечная. Бессмысленная. Беспощадная.

    На мой взгляд именно упорство является главной отличительной чертой Маклейна (наряду впрочем с блестящей иронии по поводу происходящего). Но это не просто упорство, которое например можно наблюдать у Сталлоне в «Рокки», это… упрямство (как у детей), утвержденной на сознании, рефлексии о близости небытия (коими дети уже не обладают). Это борьба с абсурдом, нежелание отдавать собственное «Я», жертвовать субъективностью из чистого произвола. Брюс Уиллис сумел ясно поймать и ухватить ту микроскопическую черту характера своего героя, которая делает из него… человека, а не машину по уничтожению злобных нечестивцев. Из этой черточки, словно из искры родилось огненное солнце (судя по популярности Стэтема и др., почти угасшее) и целая плеяда разнообразных характеров и направлений.

    Напоследок, скажу лишь, что два последующих сиквела не только ни в чем не уступают оригиналу, но в некоторых моментах даже превосходят его. Четвертая же и пятая серии являются не более, чем коммерческими проектами.

    28 июня 2013 | 21:15

    Ему и ей за тридцать, у них двое детей. Любви между супругами уже нет, но есть взаимное уважение и память о счастливых годах их молодости. И всё бы ничего, но в ситуацию вмешивается возраст. У женщины кризис среднего возраста начинается раньше, чем у мужчины. Она ищет выход из создавшегося положения и находит его в работе. У нее отчетливо проявляются способности к бизнесу, и женщина посвящает работе большую часть своего времени. Очень способную сотрудницу начальство повышает по службе и переводит её из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Она забирает детей и уезжает. У мужа-полицейского не находится аргументов, чтобы удержать жену рядом с собой. И он делает последнюю попытку сохранить семью — летит в Лос-Анджелес на встречу Рождества. Но уже в вестибюле здания компании, где работает его жена, узнает, что Холли сменила свою фамилию на девичью. Ситуация для Джона Макклейна из сложной становится почти безвыходной. Теперь только чудо может спасти брак Джона и Холли.

    Чтобы вернуть любовь жены, есть лишь один способ — она должна посмотреть на мужа другими глазами. Мужчина должен совершить, если не героический, то достойный уважения поступок. Но Джон Макклейн обычный человек, он боится летать самолетами и на службе ничем особенным себя не проявил. И вот волею случая настал его звездный час. Террористы захватили здание и взяли в заложники коллектив компании, в том числе и его жену. У мужчины в момент смертельной угрозы происходит концентрация воли и сил. Он вступает в схватку с врагом и шаг за шагом идет к своей цели — освобождению из плена любимой женщины, а вместе с ней и других людей. Джон на глазах становится героем. Ему в одиночестве удается уничтожить дюжину бандитов. В награду за свой героизм он получает взгляд Холли, полный любви.

    Фильм «Крепкий орешек» не потерял своей актуальности и в наши дни. За свою любовь и семейное счастье мужчине нужно бороться. Не обязательно выходить на бой с превосходящими силами противника, но обязательно в сложных ситуациях совершать только правильные поступки. Если бы не слишком часто используемые кинематографические штампы «плохой — хороший полицейский», «ФБР — полиция», картине можно было бы поставить высший балл. На мой взгляд, данные эпизоды лишние. Однако, в целом, «Крепкий орешек» прекрасный фильм в жанре полицейского боевика, где блестяще исполнил роль героического полицейского Брюс Уиллис.

    8 из 10

    12 марта 2011 | 11:15

    В далеком 1988 году появился культовый ныне боевик под названием «Крепкий орешек», экранизация романа Родерика Торпа «Ничто не вечно». Успех картины стал толчком к съемке многочисленных продолжений, вылившихся в такую же успешную франшизу. По-моему, под определение «увидеть перед смертью» попадают только первые две части, но я не говорю, что последующие фильмы плохие. Именно в «Крепком орешке» Брюс Уиллис впервые выступил в амплуа героя-одиночки, именно в «Крепком орешке» состоялся актерский дебют прекрасного Алана Рикмана. В детстве я, не оценив прелести творения Джона МакТирнана, в n-ый раз пересматривала «Терминатора» и «Рокки». И только сейчас по-настоящему смогла оценить этот «скучный фильм с перестрелками».

    В канун Рождества простой Нью-Йоркский полицейский Джон МакКлейн, прижимая к груди плюшевого мишку, приезжает в Лос-Анджелес, чтобы навестить семью, потому что жена с детьми уже почти год живут отдельно. Джон заезжает к жене на вечеринку в Накатоми плаза, всего на минутку забегает умыться с дороги в уборную, но за это время немецкая бандитская группировка успевает взять в заложники всех работников, веселящихся на празднике. И МакКлейн решает в одиночку противостоять террористам.

    Ганса Грубера — циничного главу банды — сыграл Алан Рикман, затмив при этом даже Уиллиса, поэтому для меня он и есть главный герой, которому мешает какой-то полицейский. Шучу, конечно же, но тем не менее. Его речь, манеры, жесты производят приятное впечатление, герой привлекательный, несмотря ни на что. Рикман здесь блестяще справился со своей первой ролью в кино, утвердив за собой статус идеального кандидата на роли отъявленных злодеев и преступников. Брюс Уиллис также хорош, его герой наделен обаянием и иронией. И, разумеется, стоит отметить Александра Годунова, нашего соотечественника. Хотя я сразу его и не приметила, а узнав, что Карла играет советский артист балета Годунов, была очень удивлена.

    «Крепкий орешек» — классика жанра, культовый боевик и просто хороший фильм. Жаль, конечно, что картина не получила ни одной статуэтки Оскар, но это ведь не делает ее хуже. Смотреть всем и обязательно, я думаю.

    25 февраля 2014 | 19:05

    Рождество повсюду. Крепко прижатая к кобуре плюшевая игрушка. Постеры с полуобнаженным «снегурочками» леса алюминиевого профиля на недостроенных этажах Накатоми-плаза. Рождественский рэп из проигрывателя в лимузине (еее, это же Калифорния, детка!) и пьяные гетеросексуальные мужчины, лезущие к тебе с поцелуями и праздничными пожеланиями (черрртова Калифорния!). Подходя к офису своей бывшей и, даст Бог, будущей, Джон Маклейн, коп из Нью-Йорка, приехавший реанимировать впавший в кому брак, рассеянно насвистывает «джингл-беллз». Последние минуты покоя перед долгой дорогой по битому стеклу, ведь когда, если не в Рождество, сбываться мечтам, а что американцу — глинтвейн с горящим камином, то немцу — пулеметная очередь и коды от сейфа.

    Смертоносные прятки в захваченном псевдотеррористами офисном здании стали одним из эталонов жанра чуть ли не с момента своего выхода на экраны. На первый взгляд, сыграла харизма актеров, бесстрастный акулий взгляд и капризный изгиб рта Рикмана, незабываемая улыбка молодого Уиллиса: гремучая смесь иронии, гордости, смущения, отчаянья, нежности на сложенных точно для поцелуя губах. И все-таки у обоих случались более сильные работы, а здесь скорее держит сюжет и то тщательно выстроенное двоемирие, которое за ним стоит. Упавшие решетки системы безопасности словно ставят предел атмосфере здания, консервируют ее, запирают внутри. В сверкающем водовороте сочельника нет места взрывам, ограблениям, операциям с заложниками. Диспетчер службы спасения вяло переругивается с матерящимся по рации информатором, у монитора мерцает огнями елочка. Телеведущие пытаются вспомнить, в какой стране находится Стокгольм, чтобы ввернуть умное словцо. Полицейские дежурно делают глупости, с тоской думая об остывающем дома праздничном ужине. Все понарошку. Не взаправду. Пинг-понг по рации: отчаяние и страдание на одном конце волны, беззаботное праздничное равнодушие на другом. Зритель же — как тот мяч: туда и обратно, по крутой дуге между криками умирающих и комично-циничным энтузиазмом фэбээровцев-однофамильцев.

    Если нас, что называется, выпускают наружу подышать, разведать обстановку, то упорный Маклейн — всегда внутри, непонятый, преследуемый, израненный и измотанный, но не сдающийся. Бездонные шахты, вентиляционные колодцы, помещения, заваленные какими-то трубами и проводами: Джон МакТирнан последовательно визуализирует озвученную вначале метафору о палке, случайно попавшей в колесо чужого плана, камешке, затерявшемся в недрах сложного просчитанного механизма. И если судьба колеса/механизма заложена в самой идиоме — вон, уже одна за другой ломаются спицы, рушатся выверенные схемы — то кого, спрашивается, волнует участь палки? Разве что она начнет кровоточить. Русский перевод названия фильма на редкость неудачен. Чтобы добраться до нутра крепкого орешка, достаточно взять молоток: разбей скорлупу — и ешь. Герой же Уиллиса, напротив, сравнительно легко отбрасывает мягкую кожуру, обнажая ядро, о которое впору сломать зубы. Первые «цивилизованные» планы: привлечь внимание, вызвать полицию, спрятаться и наблюдать. Первые «цивилизованные» убийства: подними руки и положи оружие, иначе я причиню тебе вред. И быстро пришедшее понимание, что никто не поможет, и нет никаких правил. Только тридцать жизней, которые угаснут, если ты не сумеешь сделать невозможное. Хоу-хоу-хоу, ублюдки, теперь у меня есть автомат.

    И, конечно, Рождество наступит для каждого (кроме тех, кто сгорел заживо и упал замертво), пусть и с опозданием длиной в ночь. Ворвется, взорвется, полыхнет бумажной метелью. А что ты просил у Санты, малыш? Прижать к груди ту, с которой давно не получалось даже поговорить? Передать последний привет родителям перед тем, как их прихлопнут сердитые арийцы? Отжечь в лимузине с плюшевым медведем или, быть может, восстановить былые навыки человекоубийства? Гляди, сейчас откроется мешок. Хэппи-энд, почерневший от порохового дыма (совсем как обязательная к упоминанию в рецензиях на «Die Hard» майка Уиллиса), выглядит не данью традициям жанра, но тем, чем и должен — чудом. Улыбкой жизни посреди привычных несовершенств и ужасов этого привычного несовершенного и отчасти ужасного мира. Миллионы долларов кружатся в воздухе, и никто не поднимает головы. Все правильно, let it snow.

    8 из 10

    8 января 2014 | 21:15

    Коронные фразы Макклейн`а повторялись все детство, это был любимый фильм всех кому сейчас около 20ти лет. Когда посмотрел этот фильм в 2010 чтоб освежить память, так как не видел его более 12 лет, я был поражен. Первое что я произнес — «Вот снимали же раньше..»

    Макклейн не из тех героев которые как терминатор — идут напролом с каменным выражением лица, не получив ранения и с бесконечными патронами. Джон наоборот — падает, материться, корчит физиономию от боли и с патронами у него проблема. То есть баланс в фильме есть, а не то что заходит один и убивает сотню.

    И даже спустя 22 года фильм смотрится с интересом, потому что он без всяких лишних выкрутасов — драк в воздухе, уворачивания от пуль и т. д., это лишь настоящий боевик который является одним из культовых.

    10 из 10

    3 января 2010 | 15:54

    Классика слово, которое будет повторяться наибольшее количество раз в моем отзыве. Постараемся разобраться во всех классических приемах в фильме постепенно.

    «Geronimo, motherfucker» — Джон МакКлейн.

    Джон МакКлейн (Брюс Уиллис) полицейский из Нью-Йорка приезжает на Рождество в Лос-Анджелес к семье. По пути, заскочив на рождественскую вечеринку к жене, он влипает в не самую приятную историю, так как небоскреб, в котором происходит празднование, захватывают террористы. Среди заложников оказывается и его жена, которую он обязательно должен спасти вместе со всеми остальными. Ну не классический ли сюжет?

    То, что МакКлейн в Лос-Анджелесе не такой как все (не в плохом конечно же смысле) нам показывают с самых первых кадров, а Джон, удивляясь развязному поведению прохожих и шугаясь от мужиков, которые лезут целоваться, ухмыляется и повторяет лишь одну фразу: «Калифорния». Привыкший к совершенно другой жизни в Нью-Йорке, он, кажется, вообще не понимает, куда теперь попал. А режиссер очень искусно нам это демонстрирует, воплощая все свои задумки на экране и показывая, что здесь Джон чужой, что тут он будет один в этом городе и в этой башне против всех. Да, да, правильно, тот самый герой одиночка!

    «Никогда больше даже не подумаю, чтобы подняться на высокое здание» — Джон МакКлейн.

    Настоящие поклонники «ореха» знают, что самое интересное в фильме начинается после того, как Джон поднимется на 30-й этаж этой зловещей башни и, с одной из своих коронных фраз «сукин сын», вспоминает свой разговор с незнакомцем в самолете, улыбается и шевелит пальцами ног, в то время как террористы захватывают здание. Все остальные события, происходившие до этого, послужат лишь хорошей прелюдией, дабы зрителю потом лучше понять характер героя и его действия.

    Режиссер Джон МакТирнан выдерживает все законы жанра, присущие классическим боевикам 80-х и начала 90-х. Главное — это, конечно, неуязвимый герой-одиночка, спасающих всех и вся, и являющийся, кстати, единственным, кто это может сделать, ибо полиция, бойцы спецназа и «ржачные» агенты ФБР поделать ничего не могут и нужны лишь в качестве сторонних наблюдателей, дабы не мешать герою творить правосудие. А уж если и вмешиваются и пытаются помочь, то только мешают и все портят. Ну, скажите разве не классика ли в чистом виде!

    А лично для себя я уже давно отметил (не помню после какого по счету просмотра), что совершенно не важно, чего хотят террористы, зачем они захватили небоскреб и что главное в фильме не это, а вся изюминка картины в том, как же герой Уиллиса всеми правдами и неправдами пытается спасти свою жену и всех заложников из рук похитивших их злодеев, постепенно ликвидируя одного террориста за другим. И совершенно не важно, какие способы и методы он будет использовать для устранения плохих парней.

    «I’m gonna fucking cook you and I’m gonna fucking eat you! » — Джон МакКлейн.

    И несмотря на то, что герой Уиллиса неуязвим и неистребим, он в то же время не предстает перед нами парнем, владеющим какими-то сверх приемами рукопашного мастерства или виртуозным обращением с оружием, потому что он вроде бы самый обычный парень, который просто выполняет свою работу, но менее харизматичным и крутым он от этого не становится.

    Ну и конечно Брюс не был бы Уиллисом, без его колких и острых шуток, без своих рассуждений с самих собой насчет того, что же делать дальше. А картина, может быть, не была бы и в половину такой замечательной без его коронных фраз, которые нынче стали культовыми и которыми пропитан весь фильм. Некоторые высказывания просто непереводимы (посмотрите на выражение лица Брюса после того, как он, оказавшись в вентиляционной шахте и воспламенив зажигалку, произносит: «Come out to the coast. We’ll get together, have few laughs». У меня всегда происходит разрыв мозга). Таких высказывание уйма во главе с визитной карточкой всех четырех частей «Йо-хо-хо, ублюдок!».

    Помимо фирменных «уиллисовских» приколов и шуток, фильм просто пронизан вдоль и поперек забавными эпизодами, высмеивающими то через чур яркую жизнью в Лос-Анджелесе или журналистов местных телестанций, но все же мировой «стеб» авторы картины показали на примере высмеивания агентов ФБР, увенчавшийся фразой насчет одинаковых фамилий агента Джонсона и специального агента Джонсона.

    Кажется, что никто из создателей «ореха» тогда, в 1988 году, да и сам Джон МакКлейн, заходя в эту башню и насвистывая рождественский гимн, не могли представить, во что все это выльется. Что сама картина станет мега хитом, культовым фильмом на все времена, породившим не одно прекрасное продолжение. И подарит нам легендарного героя с классическим американским именем Джон и культовой фамилией МакКлейн, являющейся одной из самых значимых ролей в карьере Брюса Уиллиса, перевернувшей всю его жизнь и сделавшей из талантливого парня звезду Голливуда.

    Роль культовая ещё и потому, что при упоминании имени Брюса Уиллиса, мы сразу же вспоминаем «Крепкого Орешка» (также как Арнольд Шварценеггер, допустим, ассоциируется с Терминатором), хотя у обоих помимо этих ролей в карьере было множество действительно прекрасных фильмов и персонажей. Но просто такие герои, кажется, выше всего. Для меня эти персонажи внеземные, как и сами фильмы, ибо другого объяснения у меня нет, почему и после двадцатого просмотра они вызывают не меньше удовольствия, восторга и радости, поднимая настроение и заряжая энергией, будто смотришь кино в первый раз.

    «У них есть автоматы и столько взрывчатки, что можно отправить на орбиту Арнольда Шварценеггера» — Джон МакКлейн.

    Одна из многих причин, безусловно, качество картины. Все выполнено на высочайшем уровне. Здесь гениальная игра Брюса и остальных актеров, и режиссер Джон МакТирнан (человек, снявший не менее культового «Хищника»), легендарный продюсер Джоэль Сильвер ("Коммандо», тот же » Хищник», «Смертельное оружие» и многое другое), великолепный оператор Ян Де Бонт, плюс отличный саундтрек и классное техническое исполнение и воплощение в виде потрясающих визуальных эффектов и звука. Качество спецэффектов, конечно же, вызывает неподдельный восторг, так как взрывы и перестрелки смотрятся на ура и сейчас, а взрывы в шахте лифта и крыши здания выглядят «обалденно» и могут дать фору экшену современности.

    «Die Hard», он же «Крепкий орешек» или «Неистребимый» (как перевел его Гаврилов), называйте как хотите, но факт в том, что «Орех» — шедевр, культовое кино на все времена. Фильм, который можно пересматривать бесконечно.

    А отзыв свой хотел бы закончить словами Джона МакКлейна, которые не нуждаются в переводе и являются олицетворением всего фильма:

    «Yipee-ki-yay, motherfucker»

    Классика вселенского масштаба.

    23 ноября 2008 | 03:17

    Один нью-йоркский полицейский (назовем его для верности Джон МакКлейн) решил под Рождество навестить свою супругу и детишек. Купил плюшевого медведя, сел в самолет и рванул в Лос-Анджелес, дабы как следует попраздновать, раздарить подарки и быть может даже наладить отношения со своей стервозной половиной, которая оставила семью ради сногсшибательной карьеры в шикарном офисе на верхушке небоскреба Накатоми Плаза.

    Роскошный лимузин с любознательным водителем доставил Джона из аэропорта, а лифт — на 30-й этаж здания, где уже вовсю отмечалась вечеринка разнузданного калифорнийского офисного планктона. Кто-то лез целоваться, кто-то нюхал кокаин на рабочем месте, а кто-то в углу тискал секретаршу. В общем, все были заняты делом в преддверии коротких, но ярких выходных.

    И не успел директор филиала, мистер Такаги, закончить свою пламенную поздравительную речь, как на подземную стоянку небоскреба по-тихому заехал грузовичок, откуда вывалилась толпа профессионально обученных и вооруженных до зубов мужчин арийской внешности под руководством элегантного Ганса Грубера. Прибывшие организованно рассредоточиваются по этажам с явным намерением испортить праздник, учиняют дебош и отрезают все входы и выходы в здание.

    Почуяв, что вечер перестает быть томным, МакКлейн, будучи в пенсне и тапочках (а точнее с табельным оружием и босиком), прячется для раздумий и рекогносцировки местности. Став свидетелем жестокой расправы над одним из заложников, МакКлейн понимает, что остальные (в том числе и его жена Холли) находятся в смертельной опасности. Джон в курсе, что на носу красный день календаря, а значит ни полиция, ни бравые парни из ФБР не будут беспокоить мерзавцев. Осознав, что на этом поле он единственный воин, Маклейн объявляет беспринципным грабителям партизанскую войну…

    Как только не переводили название фильма за пределами Америки. Только в нашей стране картину Джона МакТирнана называли «Неистребимый» (кстати, перевод Гаврилова считается одним из самых удачных), «Умри тяжело, но достойно», «Один в поле воин» и пр. Тем не менее, заголовок «Крепкий орешек» прошел проверку временем, а сама франшиза про упертого копа продолжает здравствовать. На сегодняшний момент уже снято четыре продолжения истории.

    Если верить источникам, Брюс Уиллис, для которого роль полицейского Джона МакКлейна стала одной из самых значимых в карьере, числился в кастинге картины под пятым номером. После Шварценеггера, Сталлоне, Ричарда Гира и Берта Рейнольдса. Сценарий же в одной из ранних версий являлся прямым продолжением известного боевика «Коммандо». Арнольд от участия в проекте отказался, текст серьезно подредактировали, и в итоге главная роль досталась телесериальному актеру, чьим высшим достижением в кино на тот момент была легкая комедия «Свидание вслепую» с Ким Бэсингер.

    Брюс Уиллис, связанный контрактом в телешоу «Детективное агентство «Лунный свет», совмещал съемки, но после кинопремьеры фильма, которая сделала его богатым и знаменитым одновременно, оставил телевидение.

    В связи с чем назревает вопрос. Почему вполне стандартный по голливудским канонам боевик с участием малоизвестного исполнителя оказался популярнее аналогичных «один против всех» лент, в которых снимались лучшие представители жанра? Почему борьба полицейского с бандой грабителей оказалась предпочтительней, нежели схватка бывшего спецназовца с армией местечкового диктатора («Коммандо») или противостояние ветерана Вьетнама и Национальной гвардии («Рэмбо. Первая кровь»)?

    Ответ, в общем-то, прост и лежит на поверхности. В отличие от перекачанных и суровых тренированных убийц, коими являлись Джон Мэтрикс и Джон Рэмбо, третий Джон (МакКлейн) с самого начала был ближе к народу. Простой парень, выполняющий свою работу. Не супергерой, не боец с многолетним стажем, а обычный коп, вляпавшийся в неприятную ситуацию и с блеском из нее выбравшийся. Немалое значение имеет и отношение к жизни самих героев. Пока Мэтрикс с каменным лицом уничтожает своих противников, а Рэмбо изображает страдальца, персонаж Брюса Уиллиса искренне матерится, вытаскивая из босой ноги осколок стекла, и перекидывается шутками с главарем банды по радиосвязи. Шварценеггеру и Сталлоне крайне не хватало человечности и достоверности характеров, тогда как поступки МакКлейна вызывали одобрение аудитории вне зависимости от количества трупов.

    Вторым и не менее важным фактором успеха картины в прокате стало то, что авторы выжали максимум из вполне заурядной истории. Террористы, которые вовсе не террористы, а банальные грабители, как и должно, не берут пленных и довольно жестко обходятся с теми, кто пытается им помешать. Заложники не только натурально дрожат и паникуют, но и готовы пойти на предательство, лишь бы спасти свою шкуру. Главный герой не отличается пуленепробиваемостью, снаряды от него не отскакивают, хотя, разумеется, везет ему больше, чем простым смертным.

    Англичанин Алан Рикман до этого снимался только на британском телевидении, а дебютировал в шекспировской «Ромео и Джульетте» от ВВС, органично вписался в образ западногерманского преступника Грубера. Впрочем, поговаривают, что на съемочной площадке мистер Рикман вздрагивал от каждого выстрела. Слава Богу, стараниями режиссера, этот нюанс остался за кадром и из британца вышел очень харизматичный главгад.

    Немцы своеобразно восприняли факт наличия в кадре своих соотечественников. В Германии все плохие парни носят исключительно английские имена, и к тому же являются ирландцами. Это хоть как-то объясняло то, что многие фразы на немецком языке, звучавшие с экрана, на самом деле были построены с ошибками. Сие совсем не удивляет; американцы редко уделяют пристальное внимание языковой аутентичности. Наглядный пример для России — та же «Красная жара» Уолтера Хилла. Впрочем, как раз в данном случае у нас есть возможность примазаться к работе МакТирнана, ибо одну из ключевых ролей в «Крепком орешке» сыграл скандально известный советский балерун Александр Годунов, безвременно покинувший нас в возрасте 45 лет.

    Как известно, история рождественских приключений Джона МакКлейна была продолжена спустя два года. Постановкой сиквела занимался финн Ренни Харлин, который не только потратил на свой фильм в два раза больше денег (обошлись без громких имен, зато вбухали кучу денег в спецэффекты), но и заработал почти 240 миллионов, что для 1990 года было мощно. По итогам года «Крепкий орешек 2» является единственным сиквелом, вошедшим в десятку лидеров проката (на 8 месте).

    Третья и четвертая части, показавшие более скромные результаты, всё же были коммерчески успешными проектами, а бренд кинофраншизы и Брюс Уиллис, являющийся одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда, по-прежнему котируются у зрителя.

    10 из 10

    5 апреля 2014 | 06:18

    Джон МакТирнан и Брюс Уиллис создали мое детство. Уникальное кино. Казалось бы — что сверхестественного в этом фильме? Боевичок а-ля «Смертельное Оружие». А оказалось немыслимо интересное, захватывающие и смешное кино.

    МакКлейн — первый герой боевика, из уст которого вырываются острые шутки каждые пять минут! «Теперь я понимаю, что чувствуют консервы в банке!». Я лично не помню ни одной шутки из уст «Железного Арни» (он берет другим). У Слая Сталлоне помню только «Не нравится мне это. Пойду-ка я домой» в финале «Скалолаз».

    14 сентября 2006 | 23:15

    Только вчера узнал, что этот фильм, оказывается, длится больше двух часов. Никогда бы не подумал. А ведь пролетают два часа на одном дыхании, оставлял очень сильное впечатление. Отличный боевик с отличными Брюсом Уиллисом и Аланом Рикманом.

    Небоскрёб. Да ещё и кое-где недостроенный. Прекрасное место для игры в прятки и войнушку. Ну прям восторг появляется, когда наблюдаю, как Джон МакКлейн где-то лазает и, самое главное, потихоньку, поочерёдно убирает вооружённых преступников. При том сам-то он не Кейси Райбек, ему-то сложнее. Да, он умеет стрелять, он умён, но при этом на наёмника-убийцу его никто не тренировал, он обычный коп, который в силу своих возможностей противостоит террористам.

    Кстати о террористах. Начну с хорошего. Ганс Грубер — это прям мякотка. Отличный злодей, умный, обаятельный, харизматичный, даже интеллигентный. Вспомните, как он рассматривает макет в кабинете Такаги и говорит о том, что сам в детстве любил макеты, любил уделять внимание самых мелким, казалось бы, ненужным деталям. И вон в кого вырос. Избегайте детей, строящих макеты. Они будущие захватители небоскрёбов. В каком-то списке лучших экранных злодеев Ганс Грубер занимает какое-то место, что свидетельствует о том, что сыграл Алан Рикман выше всяких похвал.

    Теперь о плохом. Этот самый Карл, который выступает в фильме как правая рука Ганса и самый якобы сильный и профессиональный, в общем второй босс по значимости. Но друзья-товарищи, где же там профессионализм? Там есть лишь иллюзия профессионализма, в которой живёт сам Карл. Ну во-первых, какой профессионал, выходя на серьёзное дело, будет бегать с причёской Игоря Николаева. Чтобы цепляться всюду волосами, которые ещё и всю моську облепляют постоянно? Во-вторых, какой профессионал будет пафосно идти по крыше как цапля с автоматом, подкрадываясь к Джону МакКлейну? Я понимаю, что Александр Годунов — балерун, но террорист-то Карл вряд ли. И в-третьих, какой профессионал будет демонстрировать несколько раз свои эмоции перед сотоварищами, заложниками, ставя под угрозу срыва весь план, над которым Ганс не так уж и мало работал. В общем, хотите увидеть действительно профессиональных наёмников — смотрите вторую часть или обе части «В осаде» со Стивеном Сигалом. А тут это просто глуповатый бюргер, которому дали автомат и он тут же убедился в том, что он супер-профессионал.

    А в остальном все на своих местах. И вот несмотря на то, что фильм про заложников и убийства, смотрится он позитивно. И Джон шутит, и сержант Пауэлл очень добродушный, и рождественская атмосфера гладит по голове, успокаивая. В общем, очень много раз фильм можно смотреть и пересматривать, он отличный, спасибо всем.

    10 из 10

    26 ноября 2012 | 19:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 451 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 225 руб.
    DVD, 323 руб.
    DVD, 399 руб.
    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 699 руб.
    Blu-Ray, 323 руб.
    подробнее

    Новости


    Компания Уилла Смита Overbrook Entertainment и студия Sony наняли Джеремайю Фридмана и Ника Палмера для переработки сценария «Карате-пацана 2». Одновременно с этим сиквел картины 2010 года оказался без постановщика. Брек Эйснер выбыл из проекта, не сумев согласовать съемочные графики. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Мы начали сотрудничество с «Жанны Д’Арк». Поскольку это было в самом начале моей кинокарьеры, сам факт участия в таком крупном проекте для меня значил очень много. Это был прекрасный сон. Потом я сделал больше 20 фильмов с Бессоном: «Перевозчик», «Такси», «13-й район» и другие — и каждый раз это было незабываемо. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К выходу в российский прокат исторической мелодрамы Патриса Леконта «Обещание», в которой Алан Рикман становится частью любовного треугольника, КиноПоиск вспоминает самые яркие сцены из фильмов актера — от «Робин Гуда» и «Крепкого орешка» до «Догмы» и «Гарри Поттера». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Петербурге, в кинотеатре «КАРО Фильм» на Байконурской открылся новый зал IMAX. Показывали «Запрещенный прием» Зака Снайдера, который несмотря на все свои проблемы привел меня в полный восторг. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    90.Эффект бабочкиThe Butterfly Effect8.302
    91.Назад в будущее 2Back to the Future Part II8.294
    92.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка8.294
    93.Мальчик в полосатой пижамеThe Boy in the Striped Pyjamas8.290
    94.Счастливое число СлевинаLucky Number Slevin8.289
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One94.87%
    7.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.65%
    8.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.65%
    9.ДэдпулDeadpool94.53%
    10.БёрдмэнBirdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)94.44%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    СудьяThe Judge34
    Ирма ВепIrma Vep6
    ИсчезнувшаяGone Girl122
    Город героевBig Hero 63
    Сен-Лоран. Стиль – это яSaint Laurent8
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.188
    Город героевBig Hero 68.520
    СудьяThe Judge8.233
    ДракулаDracula Untold6.614
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.449
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры