всё о любом фильме:

Крепкий орешек

Die Hard
год
страна
слоган«40 Storeys High - with Suspense, Excitement and Adventure on every level!»
режиссерДжон МакТирнан
сценарийДжеб Стюарт, Стивен Е. де Соуза, Родерик Торп
продюсерЛоуренс Гордон, Джоэл Силвер, Чарльз Гордон, ...
операторЯн де Бонт
композиторМайкл Кэмен
художникДжексон Де Говиа, Джон Р. Дженсен, Мэрлин Вэнс, ...
монтажДжон Ф. Линк, Фрэнк Дж. Уриосте
жанр боевик, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  20.2 млн,    Германия  1.31 млн,    Франция  655.5 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации:
В суперсовременном небоскребе Лос-Анджелеса полицейский Джон Макклейн ведет смертельную схватку с бандой политических террористов, взявших в заложники два десятка человек, в число которых попадает и его жена. Началось все с того, что парень приехал в город к жене, оказался на рождественском приеме, а кончилось настоящей войной…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
59 + 5 = 64
8.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Родерика Торпа «Крепкий орешек» (Nothing Lasts Forever, 1979).
    • Изначально фильм был переведён нелегальными издателями под названием «Умри тяжело, но достойно». В переводе А. Гаврилова фильм фигурировал под названием «Неистребимый». Когда фильм вышел в кинопрокат в СССР в 1991 году, в кинотеатрах он шёл под прижившимся ныне названием «Крепкий орешек».
    • Брюс Уиллис лично порекомендовал Бонни Беделию на роль своей жены.
    • Когда фильм только появился в России, он был известен под разными названиями, среди которых были «Неистребимый», «Упертый», «Умри тяжело, но достойно». Российское официальное название фильма — «Крепкий орешек» — закрепилось за ним несколько позднее. Дословный же русский перевод названия фильма звучит так: «Сопротивляться до конца» или же «Быть стойким».
    • На получение роли Джона МакКлейна претендовали Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Берт Рейнолдс, Ричард Гир. Брюс Уиллис был лишь пятым по счету кандидатом.
    • На официальном постере к кинокартине не было ни одного упоминания о Брюсе Уиллисе и его изображения. Только огромное здание. Продюсеры специально не стали помещать лицо актера, дабы не отпугнуть антифанатов Брюса от просмотра. После того как стало ясно, что фильм пошел в прокате успешно, появились и постеры с изображением актера.
    • Фразы на немецком языке, на котором изъясняются террористы, местами являются ошибочными с точки зрения грамматики и бессмысленными. В немецкой версии картины террористы родом вовсе не из Германии, а «откуда-то из Европы».
    • В картине один из копов говорит, что Джон МакКлейн «мог бы быть неплохим барменом». До того как начать актерскую карьеру, Брюс действительно подрабатывал барменом.
    • Книга, на которой основан фильм, является продолжением романа «Детектив», также подвергшегося экранизации. Главную роль в ней исполнил Фрэнк Синатра. Дебют Брюса Уиллиса состоялся в 1980 году в рамках картины «Первый смертельный грех». В одном из эпизодов фильма из бара выходит герой Брюса, и в тот же момент в бар заходит герой Синатры.
    • Сценарий картины первоначально был написан как сиквел к фильму «Коммандо». Однако после того как Арнольд Шварценнегер отказался сниматься в продолжении, сценарий претерпел серьезные изменения.
    • За роль в фильме Брюс Уиллис получил неслыханный для себя в то время гонорар в размере 5 миллионов долларов.
    • Актер Энтони Пек, исполнивший роль молодого копа, позднее снялся в продолжении картины («Крепкий орешек 3: Возмездие») в роли полицейского Рикки Уолша.
    • После выхода на экраны кинокартины туристам запрещается делать какие-либо снимки внутри здания Fox plaza, в котором проходили съемки.
    • Здание, использованное для съемок, было спроектировано архитектором Уильямом Перейром и стало одним из его последних проектов. Архитектор умер в 1985 году.
    • Адреса и телефонные номера менеджеров «Nakatomi plaza» повторяют реально существующие адреса и телефоны менеджеров «Fox Plaza», где происходили съёмки фильма.
    • В немецкой версии фильма имена террористов были изменены с традиционно немецких на британские: Ганс стал Джеком; Карл — Чарли; Хайнрих — Генри. Также были изменены название и цели террористической группы — они стали радикальными ирландскими активистами, отделившимися от основной организации и захватившие заложников не для преследования каких-либо целей, а для получения прибыли.
    • В одной из последних сцен фильма Ганс говорит МакКлейну, что в этот раз «Джон Уэйн не ускачет в сторону заката вместе с Грэйс Келли». На что Маклейн отвечает: «Это был Гэри Купер, ублюдок». Данная словесная перепалка является ссылкой на «Ровно в полдень» (1952).
    • Ганс Грубер и другие террористы приезжают к зданию «Nakatomi plaza» на грузовике компании «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier). В «Крепком орешке 3: Возмездие» (1995) в момент взрыва магазина в самом начале фильма можно заметить грузовик, стоящий возле здания. Грузовик принадлежит компании «Атлантический курьер» (Atlantic Courier). В «Скорости» (1994) на борту самолета также написано «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier).
    • Фраза «Йо-хо-хо, ублюдок!» (Yipee-ki-yay, motherfucker!) произносится во всех фильмах франчайза.
    • Сцена, в которой МакКлейн падает в шахту лифта, явилась следствием неудавшегося трюка. Изначально каскадер должен был ухватиться за первый вентиляционный проём. Однако создатели фильма оставили данный кадр, смонтировав его с кадром, где МакКлейн хватается за следующий вентиляционный проём, посчитав, что это будет выглядеть более захватывающее.
    • Джон МакТирнан намеренно не показывал крупного плана лица Ганса Грубера, когда тот стреляет из какого-либо оружия, потому что Алан Рикман вздрагивал при каждом выстреле, что, разумеется, никак не вязалось с образом жесткого и беспощадного террориста.
    • Считается, что фразы Брюса Уиллиса в сцене, где он вынимает осколок стекла из своей ступни, являются импровизацией актера. Однако, судя по первоначальному сценарию, Брюс лишь немного добавил от себя.
    • Автомат Карла — Steyr AUG.
    • Ганс Грубер получил своё имя в честь одного из персонажей «Парня по кличке Флинт» (1966).
    • Испанское название фильма — «Кристальные джунгли», польское — «Стеклянная западня». Венгерское название фильма — «Отдай свою жизнь подороже», название сиквела — «Твоя жизнь еще дороже», триквела — «Жизнь всегда дорога».
    • Хельсинский синдром — это ссылка на стокгольмский синдром. Неизвестно, почему создатели фильма решили изменить название.
    • Изначально планировалось, что здание «Nakatomi» будет контролироваться суперкомпьютером.
    • Здание «Nakatomi» — это на самом деле штаб-квартира студии «20th Century Fox».
    • Джон МакТирнан несколько раз отклонял предложение поставить данный фильм.
    • Прежде чем мы услышим первый выстрел, пройдет восемнадцать минут экранного времени.
    • Большая часть сценария является импровизацией актеров и съёмочной группы, т. к. многие сцены придумывались непосредственно во время съёмок.
    • Для сцены, в которой встречаются персонажи Брюса Уиллиса и Алана Рикмана, не устраивали репетиций, чтобы добиться более убедительного эффекта спонтанности встречи.
    • Одновременно со съёмками в «Крепком орешке» Брюс Уиллис играл в «Детективном агентстве «Лунный свет»». Обычно Уиллис снимался для телесериала днём, а вечером и ночью проходили съёмки фильма МакТирнана.
    • Сцена, где встречаются Грубер и МакКлейн, была добавлена в сценарий после того, как выяснилось, что Алан Рикман может достоверно сымитировать американский акцент.
    • В книге Родерика Торпа главный герой спасает от преступников свою дочь. В фильме — жену.
    • Когда МакКлейн входит в фойе Накатоми-плаза, он с большим интересом рассматривает техническую новинку того времени — информационный терминал, оснащённый сенсорным экраном.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В ходе съемки сцены, в которой Ганс Груббер падает с крыши здания, актер Алан Рикман на самом деле падает с 6-метровой высоты.
    • Музыка, которая играет в сцене, где Пауэлл убивает Карла, — это неиспользованный трек из саундтрека Джеймса Хорнера к «Чужим» (1986).
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Два выживших террориста ни разу не показали, есть ли у них в наличии хоть какое-нибудь оружие, и не сделали ни одной попытки запугивания заложников.
    • С самого начала своего пребывания в здании небоскрёба Джон МакКлейн одет в белую майку. Однако, начиная с 50-й минуты фильма (сцена проползания МакКлейна по вентиляционному воздуховоду), он уже одет в тёмно-коричневую майку.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Этот американский фильм, также известный у нас под глупым названием «Умереть тяжело, но достойно» (хотя Die Hard — это идиоматическое выражение, которое применяется по отношению к кому-то чересчур упорному и несгибаемому), пользовался большим успехом у зрителей во всём мире, только в кинопрокате превзойдя почти в пять раз свой бюджет в размере $28 млн. Ведь публику всегда привлекают энергичное развитие действия, острота коллизий и постановочные эффекты боевиков (знаменательно, что «Крепкий орешек» претендовал на «Оскар» в более технических категориях — за визуальные и звуковые эффекты, монтаж и звук). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5151 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Если бы герою дали выбирать дату террористических действий, которые он должен был предотвратить, его выбор врядли пал бы на ночь перед Рождеством. Но у злодеев нет семей и друзей, поэтому им без разницы, когда совершать свои темные делишки.

    Удивить зрителя в конце 80х годов хорошим боевиком было сложно — их успели наснимать огромное количество. Режиссер Джон МакТирнан знал это, ведь это его не первый фильм этого жанра, но не зря согласился снять этот фильм, который и по сей день заслуженно считают одной из самых нестандартных рождественских историй. К тому же, он открыл миру двух замечательных актеров.

    «- Приезжай в Калифорнию, отдохнем, развлечемся…»

    Перелетев через всю страну, человеку просто необходимо немного отдохнуть. Джону МакКлейну отдых нужен вдвойне, поскольку проблемы в семье и тяжелая работа не слишком уж способствуют хорошему самочувствию. Но даже на праздничной вечеринке ему не дают покоя проклятые террористы, вздумавшие отхватить большой куш. И теперь вместо бокала шампанского ему приходится держать в руке автомат, вместо комфортного дивана лазить по вентиляционным трубам, а вместо пары начищенных черных ботинок бегать босиком по битому стеклу. Брюс Уиллис уже не впервые играл человека, которому слегка не везет в личных делах, зато прекрасно получается ловить преступников. Многие известные актеры не зря отказались от этой роли, дав путь Уиллису, ведь этот фильм вошел в историю кино во многом именно благодаря ему.

    «- Когда Александр увидел широту своего царства, он заплакал, потому что больше нечего было завоевывать. Преимущество классического образования.»

    Террорист, страдающий нарциссизмом и чрезмерной уверенностью в своих возможностях, вряд ли мог предположить, что его тщательно продуманную операцию может сорвать один босой нью-йоркский коп. Ханс Грубер производит впечатление умного человека, но слепая страсть к крупным суммам денег еще никому не сулила счастливого финала. Алан Рикман прекрасно справился со своей ролью. Хотя он британец, ему удалось убедительно воплотить хладнокровного немца. Дебют в большом кино удался на славу.

    Отлично сыграли актеры Реджинальд ВелДжонсон и Деворо Уайт. Их персонажи доказали, что можно быть остроумными героями не являясь при этом Брюсами Уиллисами. Без их помощи МакКлейну уж точно пришлось бы труднее.

    Зрелищный и местами забавный, этот фильм является превосходным экшеном, не лишенным рождественского настроения. Особенно удачно сюжет сочетается с песней «Let It Snow», которая периодически напоминает о любимом многими празднике, о котором почему-то вздумали забыть террористы. Джон МакТирнан постарался, что бы эта история не была забыта, чего, к сожалению, нельзя сказать о его многих последующих киноработах. Этот же боевик уже давно разобран на цитаты и вошел в список не очень старой, но доброй классики.

    Ни один большой праздник не обходится без фейерверка. Только Джону МакКлейну больше по душе хорошие взрывы. Хо-хо-хо!

    27 декабря 2011 | 01:54

    В наши дни крайне тяжело подобрать слова, чтобы описать оригинальный фильм нынче обширной франшизы «Крепкий орешек», которая, к слову, и по сию пору не завершена (в планах, как минимум, шестая часть). Дело в том, что «Крепкий орешек» — уже давно обрел культовый статус и заслуженно считается классикой жанра боевик. Для меня попросту не представляется возможным (да и нет никакого желания, если честно) найти минусы в это двухчасовой постановке, где ещё такой молодой и при волосах Брюс Уиллис отважно в одиночку борется с группой террористов в гигантском небоскребе японской мегакорпорации.

    Отмечу только следующее: «Крепкий орешек» сквозь лета до наших дней пронес и не растерял дорогой своей изюминки, а потому по-прежнему смотрится на «ура». Здесь хватает эффектных трюков, взрывов и, конечно же, самого главного — мастерски поставленных перестрелок. А монотонность декораций нисколько не минус — во-первых, это вполне логично обусловлено сюжетом картины, во-вторых, это визитная карточка «Крепкого орешка».

    Вердикт. Боевик, который и спустя годы не растерял былого шарма.

    10 из 10

    16 декабря 2013 | 06:12

    Сколько же хвалебных отзывов, задушевных дифирамбов и громких слов сказано в адрес этого фильма. Он воистину является революционным этапным для развития жанра боевика. В первую очередь благодаря трансформации главного действующего лица.

    Джон Макклейн — на момент съемок значительно выделялся на фоне остальных героев боевиков. Они или обладатели сильного, мускулистого тела, способные с легкостью голыми руками задушить дракона, или мастера восточных боевых искусств, чье прикосновение мизинца способно вызвать болевой шок и последующую кому, или просто люди, состоящие в некой высшей духовной категории, потому презирающие смерть страдания и лишения.

    Макклейн не может похвастать ничем из вышеописанного. Он — просто человек, оказавшийся не в то время не в том месте и вынужденный бороться с обстоятельствами. На мой взгляд, это первый киногерой, который сделал чудовищный шаг в сторону зрителя. В то время, как прочими борцами за справедливость мог бы гордиться Ницше, наблюдая в них свою сбывшуюся мечту о сверхчеловеке, Маклейн вызывает сочувствие, сопереживание и нередко соучастие его горестям и проблемам (чего бы, кстати, герр Ницше совсем не одобрил).

    Но почему же он нам столь близок? Может быть, дело в том, что сама наша жизнь имеет некоторые общие черты развития с историей Маклейна. Мы попадаем в мир (небоскреб) прямиком с небес (самолета), где на поверку обнаруживаем насилие и подавление (террористы). Помощь и спасение (полицейские) кажутся так близко, но, по сути, в иной звездой системе. И вот! Мы в исступлении носимся по этажам, убивая врагов, с ужасом осознавая, что мы и сами запросто можем быть убиты, но в надежде найти то… не знаю что (Холли). Оно бросало нас сто миллионов раз и бросит снова, но мы все также упорно и бестрепетно рвемся к нему. И вот, измочаленные, изувеченные, истекающие кровью, обессиленные мы выживаем, высвобождаемся и обнаруживаем, что нас… вновь ожидает бойня. Вечная. Бессмысленная. Беспощадная.

    На мой взгляд именно упорство является главной отличительной чертой Маклейна (наряду впрочем с блестящей иронии по поводу происходящего). Но это не просто упорство, которое например можно наблюдать у Сталлоне в «Рокки», это… упрямство (как у детей), утвержденной на сознании, рефлексии о близости небытия (коими дети уже не обладают). Это борьба с абсурдом, нежелание отдавать собственное «Я», жертвовать субъективностью из чистого произвола. Брюс Уиллис сумел ясно поймать и ухватить ту микроскопическую черту характера своего героя, которая делает из него… человека, а не машину по уничтожению злобных нечестивцев. Из этой черточки, словно из искры родилось огненное солнце (судя по популярности Стэтема и др., почти угасшее) и целая плеяда разнообразных характеров и направлений.

    Напоследок, скажу лишь, что два последующих сиквела не только ни в чем не уступают оригиналу, но в некоторых моментах даже превосходят его. Четвертая же и пятая серии являются не более, чем коммерческими проектами.

    28 июня 2013 | 21:15

    «Крепкий орешек», безусловно, является эталонным американским боевиком, наряду с «Рэмбо», «Терминатором», «Хищником», «Смертельным оружием» и др. Для кого-то он любимый фильм детства. Одни смотрели его на видеокассетах в переводе Андрея Гаврилова (который перевел фильм, как «Неистребимый»), другие привыкли смотреть его по ТВ в хорошем многоголосом переводе. Для любителей дубляжа его выпустили специально на дисках в дублированном переводе. Одним словом, большинство из нас этот фильм, так, или иначе, смотрело. Поэтому его популярность никак не угасает (да и не угаснет, в отличие от его продолжений). А его доход в почти 139 миллионов долларов при бюджете в 28 миллионов доказывает нам, что «Крепкий орешек» оказался весьма прибыльным фильмом.

    В 1988 году после успеха картины «Хищник» режиссер Джон МакТирнан принялся снимать очередной фильм-боевик с Арнольдом Шварцнеггером, который опять наводил бы страх на врагов играя своими мускулами и глядя с каменным выражением лица. К сожалению (а скорее всего, к счастью) в новом фильме снялся молодой и малоизвестный актер Брюс Уиллис. Разумеется, это был риск со стороны продюсеров взять в такой жанр комедийного актера. Но зато можно с уверенностью сказать, что никто из них не прогадал. Ведь Брюс сделал невероятное — создал новый тип героя-одиночки, который противостоит преступникам. Его Джон МакКлейн обычный американский полицейский, который не блещет мускулатурой (как Шварцнеггер), не убивает врагов пачками, подобно машине для убийств (как Сталлоне), не машет руками и ногами (как Ван Дамм, Лунгрен, или Джеки Чан). Он даже вынужден почти весь фильм проходить без обуви (что приводит к травмам, мешавшим быстро передвигаться). Он такой же, как все мы — герой, у которого есть свои недостатки и достоинства. Он курит, имеет проблемы в личной жизни, но старается не унывать. Одной из главных фишек, которую внес в этот жанр Уиллис — юмор героя-спасателя. И именно тем, Джон МакКлейн и ценен для зрителя.

    Сюжет этого фильма прост. Накануне Рождества, полицейский Джон МакКлейн приезжает в Лос-Анджелес к жене и детям. Но когда небоскреб (в котором работает жена Джона) захватывают террористы, Джон оказывается единственным, кого не взяли в заложники. Используя этот шанс, он пытается доказать злодеям, что он «крепкий орешек», который им не по зубам.

    «Никогда больше даже не подумаю, чтобы подняться на высокое здание»

    Место действия, на мой взгляд, было удачно подобрано. В таком небоскребе (который к тому же и не достроен) в самом деле, можно играть в прятки. Сцены в лифтовых шахтах тому подтверждение. Так же к достоинствам фильма можно отнести пиротехнические и трюковые эффекты. Все в кадре смотрится отлично и красиво (несмотря на то, что фильм был снят 25 лет назад).

    «Yipee-ki-yay, motherf*cker!»

    Но не только лишь игра Брюса украсила этот фильм. Не менее важен и его антагонист — Ганс Грубер (в исполнении Алана Рикмана, известного, как Северус Снегг в фильмах о Гарри Поттере). Его герой не отпетый негодяй-головорез. Ганс Грубер производит на зрителя приятное впечатление. Его манеры изящны, речь вежливая, рассудок ясен. Между тем, он может спокойно досчитать до трех и всадить человеку пулю в лоб, не моргнув и глазом. Именно этим он и очаровывает зрителя. Человечному герою-одиночке противостоит загадочный харизматичный злодей. Что еще нужно для успеха в такой ленте? Конечно стоит еще отметить игру Александра Годунова — бывшего артиста балета, бежавшего из СССР в США. Его Карл — красивый немецкий блондин с длинными волосами, который, в отличие от Ганса Грубера слишком импульсивен и горяч. Но тем не менее он получился запоминающимся преступником.

    Напоследок, хочу добавить, что «Крепкий орешек» получился отличным боевиком, который можно брать за образец жанра. Ведь он даже номинировался на «Оскар» в номинациях «лучший звук», «лучший монтаж», «лучший монтаж звука», «лучшие визуальные эффекты». К сожалению, ни в одной номинации он не победил. Но зато его любят и ценят огромное количество зрителей, а имя Джона МакКлейна навсегда прочно закрепилось за Брюсом Уиллисом (который, кстати говоря, не против этого).

    10 из 10

    24 сентября 2013 | 19:13

    Еще в детском возрасте я впервые посмотрел «Крепкий Орешек». Для 7летнего меня там было всё — Брюс Уиллис в роли могучего бессмертного универсального солдата, интересный злодей, взрывы, звуки выстрелов и незамысловатый сюжет, особо не напрягавший, служащий лишь мотивом для фейерверка, происходящего на экране. Всё, что нужно было мальчишке того времени, для того чтобы всем сердцем мечтать о роли «того лысого орешка» в очередной дворовой «войнушке».

    Сейчас, глядя на фильм, понимаешь всю его несовершенность, непродуманность. Видишь все оплошности и неприкрытые ошибки. Осознаешь всю игрушечность происходящего, которое так поражало своим реализмом в детстве.

    От критикующих взрослых глаз не скрыть китайских петард вместо выстрелов, множество звуков боев, созданных редактором из одного шаблонного и просто общую нереалистичность действа. Но её не замечаешь. Лично для меня, «Крепкий Орешек» так и остался тем самым фильмом из детства, тем самым персонажем, на которого все детишки во дворе пытались быть похожими. С этой задачей фильм справлялся отменно.

    Те самые тёплые воспоминания, те самые китайские петарды — они не уйдут из воспоминаний никогда. И именно за счет этого фильм — идеальное воспоминание об игрушечном геройском детстве с игрушечными же взрывами и выстрелами. Созданный из картонных декораций, слабого сценария и дешевых эффектов, но как воспоминание, фильм — шикарен.

    7 из 10

    17 апреля 2014 | 13:31

    По настоящему «суровый» боевик в котором есть хоть доля правды, в отличии от фильмов со Стивеном Сигалом. Спецэффекты тут конечно не радуют по сравнению с новым четвёртым «орешком», но как только глянешь на их даты выпуска, то сразу перестаёшь обращать на это внимание.

    Легендарный Брюс Уиллис, чей герой в его исполнении является самым известным «бое-детективом» до сих пор. Если в четвёртой части были компьютерные террористы, то здесь всё началось со старого-доброго жанра — террористы с автоматами. Трюки выполнены отточено и жёстко, сюжет тоже заслуживает похвалы.

    «Крепкий орешек» это не какой-нибудь очередной боевик, а самый, что не на есть — полноценный фильм. Восхищаться актёрами действительно есть за что! За их профессиональную работу, за их трюки, за их действия в развитии сюжета. Собственно это начало кино-героя Джона Маклейна.

    10 из 10.

    12 декабря 2008 | 13:56

    Никогда не узнаешь, насколько крепок орех, пока не попытаешься его расколоть. Ну кто бы мог подумать, что в простом парне из агентства «Лунный свет» столько брутальности. А всего-то нужно было выдать актеру рваную майку, снабдить автоматом и добавить в его словарный обиход фразы вроде «Йо-хо-хо, ублюдок!» или «Я, мать твою, съем тебя!». Шутки шутками, а Джон Макклейн стал визитной карточкой Брюса Уиллиса и на долгие годы сделал актера героем боевиков.

    На закате Золотой эры экшн студия 20th century Fox после убойных фейерверков таких как «Коммандо»(1985) и «Хищник»(1987) в очередной раз не прогадала с выбором концепции боевика, тонко прочувствовав, что к концу 80-х зрители уже порядком устали от однообразных героев с врожденной невозмутимостью. Герой нового боевика с труднопереводимым названием «Die hard» заметно эволюционировал — он стал более человечным, а значит более реальным. В его арсенал эмоций наконец-то добавились злость, радость, волнение и даже страх. Впрочем, изменения коснулись не только героя, но и самого жанра, потому как «Die hard» стал если не пионером, то уж точно одним из основателей крупномасштабного и дорогого экшн.

    Пытаясь дословно, но удобоваримо перевести выражение «die-hard», можно ни много ни мало вывихнуть мозги. Неудивительно, что от этой идеи у нас быстро отказались, оставив в далёком прошлом заголовки вроде «Умри тяжело, но достойно» или «Неистребимый». Правильный подход к переводу был найден через поиск фразы-синонима, отражающей смысл оригинального выражения, а именно «твердолобый, несгибаемый субъект, от которого трудно избавиться». Так к фильму намертво приклеилось привычное название — «Крепкий орешек».

    Полем вечной битвы добра и зла в «Орешке» был выбран небоскрёб. 35 этажей из стекла и бетона, которые на добрых два часа станут неприступной крепостью для группы дерзких и хорошо подготовленных террористов. Власти бессильны, полиция замерла в нерешительности и только герой-одиночка, случайным образом оказавшийся на объекте захвата, словно партизан в тылу врага один за другим разбирается с террористами. Концепция, повторенная затем в десятках фильмов: и не только второсортных поделках, но и в весьма качественных лентах, например другой легенде экшн — «В осаде»(1992), где «Накатоми» просто сменится на «Миссури». Но если в последнем линкор играл сам себя, то в «Крепком орешке» в роли важного, но бессловестного персонажа «снялся» главный офис студии Fox — «Fox Plaza».

    Сценарий Джеба Стюарта шлифовал многоопытный Стивен де Соуза, имевший за плечами ряд хитовых боевиков. Качество проработки сценария косвенно доказывается количеством популярных цитат из фильма. Забавные диалоги с самим собой в исполнении Макклейна, его гневные тирады в адрес злодеев, заумные речи от главного антагониста Ганса в исполнении Алана Рикмана — всё это стало важнейшим атрибутом увлекательного аттракциона. Стоит заметить, что некоторые шутки ориентированы лишь на американскую публику. Например, Макклейн толкает стул со взрывчаткой в шахту лифта, провожая его фразой «Джеронимо, ублюдки!». Но далеко не всем известно, что «Джеронимо!» — это клич американских десантников во время прыжка с самолета.

    Хотя сценарий фильма ладно скроен, главным виновником успеха «Die hard» стоит считать режиссуру Джона МакТирнана. Годом ранее, в ранге перспективного новичка, он из сюжета, умещающегося в трёх строчках, создал эталонный боевик, легенду жанра. В последующем сразу же за «Хищником» «Крепком орешке» МакТирнан развил успех, крепко забетонировав свои позиции в амплуа режиссера экшн. Оба фильма сильны именно постановкой, особенно боевых сцен, которые подаются зрителю в тщательно выверенных дозировках. При этом режиссер не забывает уделять время основным персонажам, постепенно раскрывая их характер, их прошлую жизнь. Определенно, «Die hard» получился таким же эффектным и мощным как «Хищник», но по стилю это совершенно разные картины: мрачный и кровавый фантастический экшн-триллер против лихого и веселого боевика с элементами катастрофы.

    «Die hard» можно рассматривать не только как классический боевик, но и как эдакую взрослую рождественскую сказку со всеми вытекающими — подарками, чудесами и весёлой компанией. Уставший коп приехал провести рождественские каникулы с семьёй, а вместо этого был вынужден «праздновать» в компании недружелюбных головорезов. Взрывчатка на праздничный ужин, бомбы в качестве подарков, дождь из стекол вместо конфетти, автоматно-гранатометные фейерверки — что ещё нужно для настоящего праздника? Подобно заблудившемуся Санте герой вынужден лазить по шахтам лифтов и вентиляции, скрываясь от превосходящих сил противника. Выпрыгивать словно черт из табакерки, отправляя в нокаут очередного зазевавшегося оппонента. Да и вообще исполнять роль «pain in the ass» для злодеев, похитивших Рождество у мирных жителей Лос-Анжелеса.

    Особой приметой первого «Орешка» стало практически полное отсутствие в рядах плохих парней персонажей класса «убил — не заметил». Здесь каждый бэд-гай — личность с именем, величина, а не безликий кусок мяса, которых герой пачками ест на завтрак. И на пути к боссу герою Уиллиса предстоит пролить немало пота и крови, преодолевая каждого из какой-то дюжины (вспомним «Коммандо» или «Рэмбо-2») приспешников Ганса. И это правильно, ведь только за противостоянием равных (или почти равных) интересно наблюдать.

    Своеобразной ложкой дёгтя в бочке мёда выглядят немногочисленные ляпы, вызванные как чисто голливудскими традициями (нелогичный камбек Карла, непрофессионализм бэд-гаев в решающие моменты), так и излишней американской политкорректностью (террористы, по всем признакам являющиеся немцами, не могут быть «из Восточной Европы»). В других эпизодах режиссер немного перегибает с юмором, что временами превращают фильм из напряженного боевика в фарс или пародию в стиле «Последнего киногероя» (например, уколовшийся шипом розы спецназовец при штурме здания; соблазнившийся содержимым буфета террорист; или карикатурное изображение ФБР на протяжении всей ленты). Эти мелкие недочеты ничуть не мешают смотреть фильм, но без них он был бы ещё лучше.

    Результатом удачной концепции, а также присутствия харизматичного героя и качества на всех уровнях продакшена стала долгоиграющая франшиза, международная любовь к ней и к персонажу Уиллиса в частности. Многомиллионные сборы стали неплохим бонусом создателям. А четыре технические номинации на «Оскар» ненавязчиво намекают на очень серьёзную постановку. Это не может не впечатлять, ведь речь идет о чистом боевике, которому традиционно тяжело покоряются кассовые вершины и достаются кинонаграды. «Крепкий орешек» интересно смотреть и пересматривать, вновь и вновь переживая это приключение, наслаждаясь каждым убойным экшн-эпизодом и традиционно улыбаясь чуть ли не каждой шутке Уиллиса. Фильм, почти сразу ставший эталонным в жанре, существенно поднявший не только бюджет, но и качественную планку боевика.

    19 января 2012 | 23:35

    Именно с этого фильма началась моя нежная, трепетная любовь к Брюсу Уиллису. «Детективное агентство „Лунный свет“ было позже. А „Крепкий орешек“ поразил меня в самое сердце — это был экшн, драйв и юмор в одном флаконе, это был супер-Брюс в белой майке против банды террористов, и трюки, и взрывы, и бег по этажам, а потом он вообще босиком по стёклам, а бандиты всё ближе, а-а-а! Есть на что посмотреть, чем повосхищаться и над чем улыбнуться, даже несмотря на то, что фильму уже больше двадцати лет.

    Персонаж Уиллиса в меру брутален, решителен и остроумен, этакий простой парень, который оказался там, где творится несправедливость. И ведь дело даже не в том, что Джон Маклейн — полицейский, а, следовательно, бороться с преступностью — его прямая обязанность. У него есть и личный интерес — его жена находится среди многочисленных заложников, так что сам Бог велел подсуетиться и вступить в смертельную схватку. Что он и делает, обеспечивая зрителю полтора часа отличного настроения.

    Актёрский состав заслуживает отдельной положительной оценки. Алан Рикман, Уильям Этертон, Реджинальд ВелДжонсон и прочие служители Мельпомены и Талии выглядят убедительно, играют отлично, и видишь не актёров, а персонажей — а этого добиться удаётся далеко не каждому. Единственная претензия у меня к Бонни Беделиа — на мой взгляд, она не вписалась в формат фильма и выглядит неестественно. Как-то не похожа она на жену Джона Маклейна, уж простите. Не верю! (с) Но остальные — выше всяких похвал, так что на миссис Маклейн можно закрыть глаза. Там и без неё есть, на ком глазу отдохнуть.

    10 из 10

    30 декабря 2011 | 11:27

    2часа битвы с террористами…

    Так началось восхождение Брюса на вершину Голливудского холма.

    Это фильм-легенда, экшн притча о героях, не отличающихся от других людей внешне, но других внутри. Фильм о человеке сильном, стойком и бескорыстном. Классика жанра. Учитесь те, кто хочет продолжать снимать экшены, потому как только «Крепкий орешек» «может так захватить человека», что он будет любить и бесконечно смотреть фильм.

    А оценка фильму одна, и никакая другая

    10 из 10

    27 августа 2009 | 23:14

    Полагаю, этот фильм должен быть в коллекции каждого уважающего себя киномана. Во многом потому, что именно с него началось знакомство широкой публики с неизвестным почти никому тогда комедийным актёром Брюсом Уиллисом, который после роли полицейского Джона Макклейна стал эталоном уже иного жанра- жанра боевик. Эту рецензию я хотел бы совместить с рассказом о серии «Крепкий орешков».

    Первая часть вышла в 1988-ом году и сразу стала эталоном боевиков. В этом фильме было всё: прекрасный персонаж главного героя и интересная история его жизни, харизматичный злодей в исполнении Алана Рикмана(большинство из вас, конечно, помнит его по роли профессора Снэгга в киносаге о Гарри Поттере), искромётный юмор, неплохие для того времени спецэффекты. Фильм имел большой успех и собрал хорошие кассы. Естественно, студия «20 век фокс» не упустила шанс и продолжила историю Джона Макклейна.

    С каждой последующей частью его задания становились всё более сложными, гонорары Брюса и общий бюджет фильма росли, но сами фильмы от этого лучше не становились. Наоборот, кое- что утратили.

    С каждой частью злодеи становились всё менее интересными, и мы с грустью вспоминаем выброшенного из окна Брюсом Уиллисом Алана Рикмана. Может быть, не стоило?

    Сюжеты становились всё более и более нелепыми, вплоть до того, что Макклейну пришлось спасать мир от крупных террористических актов практически в одиночку.

    Не могу сказать, что продолжения вышли совсем уж провальными. Нет, это довольно неплохие фильмы, для одного-двух раз просмотра. В них также сохранился брутальный полицейский в исполнении Уиллиса, неплохие шутки и спецэффекты. Но я бы не стал их сравнивать с первой частью.

    И под конец хотел добавить, что «Крепкий орешек» для меня любимый новогодний фильм, как бы нелепо это не звучало.

    8 из 10

    18 июля 2011 | 17:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 464 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 231 руб.
    DVD, 333 руб.
    DVD, 399 руб.
    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 699 руб.
    Blu-Ray, 333 руб.
    подробнее

    Новости


    Сразу два проекта из киновселенной DC напомнили о себе на этой неделе. Студия Warner рассматривает Джая Кортни на роль Дэдшота в «Отряде самоубийц», а также определяется с постановщиком грядущей «Чудо-женщины». В качестве фаворита имеется в виду Мишель МакЛарен, ответственная за «Игру престолов» и «Во все тяжкие». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Мы начали сотрудничество с «Жанны Д’Арк». Поскольку это было в самом начале моей кинокарьеры, сам факт участия в таком крупном проекте для меня значил очень много. Это был прекрасный сон. Потом я сделал больше 20 фильмов с Бессоном: «Перевозчик», «Такси», «13-й район» и другие — и каждый раз это было незабываемо. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К выходу в российский прокат исторической мелодрамы Патриса Леконта «Обещание», в которой Алан Рикман становится частью любовного треугольника, КиноПоиск вспоминает самые яркие сцены из фильмов актера — от «Робин Гуда» и «Крепкого орешка» до «Догмы» и «Гарри Поттера». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    «Иронию судьбы» любой житель нашей страны давно может рассказать наизусть. Почему бы в этот Новый год не посмотреть фильмы, которые так же сильно любят в других странах? Пусть аналогов «Иронии судьбы» нет, и в большинстве стран на ТВ правят бал вполне себе голливудские «Один дома и „Крепкий орешек“, занятные традиции все же можно найти. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings24 115 934
    2.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 112 686 742
    3.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7 206 293
    4.Топ-5Top Five6 894 814
    5.Город героевBig Hero 66 055 901
    12.12 — 14.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies738 000 000
    2.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar87 151 019
    3.ПирамидаThe Pyramid28 777 810
    4.Любит не любит28 315 163
    5.ИнтерстелларInterstellar11 043 453
    11.12 — 14.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.Пока не сыграл в ящикThe Bucket List8.141
    186.АмелиLe Fabuleux destin d'Amélie Poulain8.138
    187.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.135
    188.Лис и пёсThe Fox and the Hound8.135
    189.СхваткаHeat8.133
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.77%
    2.Отряд самоубийцSuicide Squad97.41%
    3.ВозвращенецThe Revenant96.62%
    4.Робот по имени ЧаппиChappie96.12%
    5.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything95.66%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВерсияRendition21
    С первого взглядаAt First Sight9
    Отель «Гранд Будапешт»The Grand Budapest Hotel192
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 225
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies88
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.150
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.951
    Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast
    Вычислитель
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Большие глазаBig Eyes15.01
    премьеры