всё о любом фильме:

Крепкий орешек

Die Hard
год
страна
слоган«40 Storeys High - with Suspense, Excitement and Adventure on every level!»
режиссерДжон МакТирнан
сценарийДжеб Стюарт, Стивен Е. де Соуза, Родерик Торп
продюсерЛоуренс Гордон, Джоэл Силвер, Чарльз Гордон, ...
операторЯн де Бонт
композиторМайкл Кэмен
художникДжексон Де Говиа, Джон Р. Дженсен, Мэрлин Вэнс, ...
монтажДжон Ф. Линк, Фрэнк Дж. Уриосте
жанр боевик, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  20.2 млн,    Германия  1.31 млн,    Франция  655.5 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации:
В суперсовременном небоскребе Лос-Анджелеса полицейский Джон Макклейн ведет смертельную схватку с бандой политических террористов, взявших в заложники два десятка человек, в число которых попадает и его жена. Началось все с того, что парень приехал в город к жене, оказался на рождественском приеме, а кончилось настоящей войной…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
58 + 5 = 63
8.4
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Родерика Торпа «Крепкий орешек» (Nothing Lasts Forever, 1979).
    • Ганс Грубер и другие террористы приезжают к зданию «Nakatomi plaza» на грузовике компании «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier). В «Крепком орешке 3: Возмездие» (1995) в момент взрыва магазина в самом начале фильма можно заметить грузовик, стоящий возле здания. Грузовик принадлежит компании «Атлантический курьер» (Atlantic Courier). В «Скорости» (1994) на борту самолета также написано «Тихоокеанский курьер» (Pacific Courier).
    • Книга, на которой основан фильм, является продолжением романа «Детектив», также подвергшегося экранизации. Главную роль в ней исполнил Фрэнк Синатра. Дебют Брюса Уиллиса состоялся в 1980 году в рамках картины «Первый смертельный грех». В одном из эпизодов фильма из бара выходит герой Брюса, и в тот же момент в бар заходит герой Синатры.
    • Когда фильм только появился в России, он был известен под разными названиями, среди которых были «Неистребимый», «Упертый», «Умри тяжело, но достойно». Российское официальное название фильма — «Крепкий орешек» — закрепилось за ним несколько позднее. Дословный же русский перевод названия фильма звучит так: «Сопротивляться до конца» или же «Быть стойким».
    • На получение роли Джона МакКлейна претендовали Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Берт Рейнолдс, Ричард Гир. Брюс Уиллис был лишь пятым по счету кандидатом.
    • На официальном постере к кинокартине не было ни одного упоминания о Брюсе Уиллисе и его изображения. Только огромное здание. Продюсеры специально не стали помещать лицо актера, дабы не отпугнуть антифанатов Брюса от просмотра. После того как стало ясно, что фильм пошел в прокате успешно, появились и постеры с изображением актера.
    • Фразы на немецком языке, на котором изъясняются террористы, местами являются ошибочными с точки зрения грамматики и бессмысленными. В немецкой версии картины террористы родом вовсе не из Германии, а «откуда-то из Европы».
    • В картине один из копов говорит, что Джон МакКлейн «мог бы быть неплохим барменом». До того как начать актерскую карьеру, Брюс действительно подрабатывал барменом.
    • Сценарий картины первоначально был написан как сиквел к фильму «Коммандо». Однако после того как Арнольд Шварценнегер отказался сниматься в продолжении, сценарий претерпел серьезные изменения.
    • За роль в фильме Брюс Уиллис получил неслыханный для себя в то время гонорар в размере 5 миллионов долларов.
    • Актер Энтони Пек, исполнивший роль молодого копа, позднее снялся в продолжении картины («Крепкий орешек 3: Возмездие») в роли полицейского Рикки Уолша.
    • После выхода на экраны кинокартины туристам запрещается делать какие-либо снимки внутри здания Fox plaza, в котором проходили съемки.
    • Здание, использованное для съемок, было спроектировано архитектором Уильямом Перейром и стало одним из его последних проектов. Архитектор умер в 1985 году.
    • Адреса и телефонные номера менеджеров «Nakatomi plaza» повторяют реально существующие адреса и телефоны менеджеров «Fox Plaza», где происходили съёмки фильма.
    • В немецкой версии фильма имена террористов были изменены с традиционно немецких на британские: Ганс стал Джеком; Карл — Чарли; Хайнрих — Генри. Также были изменены название и цели террористической группы — они стали радикальными ирландскими активистами, отделившимися от основной организации и захватившие заложников не для преследования каких-либо целей, а для получения прибыли.
    • В одной из последних сцен фильма Ганс говорит МакКлейну, что в этот раз «Джон Уэйн не ускачет в сторону заката вместе с Грэйс Келли». На что Маклейн отвечает: «Это был Гэри Купер, ублюдок». Данная словесная перепалка является ссылкой на «Ровно в полдень» (1952).
    • Фраза «Йо-хо-хо, ублюдок!» (Yipee-ki-yay, motherfucker!) произносится во всех фильмах франчайза.
    • Сцена, в которой МакКлейн падает в шахту лифта, явилась следствием неудавшегося трюка. Изначально каскадер должен был ухватиться за первый вентиляционный проём. Однако создатели фильма оставили данный кадр, смонтировав его с кадром, где МакКлейн хватается за следующий вентиляционный проём, посчитав, что это будет выглядеть более захватывающее.
    • Джон МакТирнан намеренно не показывал крупного плана лица Ганса Грубера, когда тот стреляет из какого-либо оружия, потому что Алан Рикман вздрагивал при каждом выстреле, что, разумеется, никак не вязалось с образом жесткого и беспощадного террориста.
    • Считается, что фразы Брюса Уиллиса в сцене, где он вынимает осколок стекла из своей ступни, являются импровизацией актера. Однако, судя по первоначальному сценарию, Брюс лишь немного добавил от себя.
    • Автомат Карла — Steyr AUG.
    • Ганс Грубер получил своё имя в честь одного из персонажей «Парня по кличке Флинт» (1966).
    • Испанское название фильма — «Кристальные джунгли», польское — «Стеклянная западня». Венгерское название фильма — «Отдай свою жизнь подороже», название сиквела — «Твоя жизнь еще дороже», триквела — «Жизнь всегда дорога».
    • Брюс Уиллис лично порекомендовал Бонни Беделию на роль своей жены.
    • Хельсинский синдром — это ссылка на стокгольмский синдром. Неизвестно, почему создатели фильма решили изменить название.
    • Изначально планировалось, что здание «Nakatomi» будет контролироваться суперкомпьютером.
    • Здание «Nakatomi» — это на самом деле штаб-квартира студии «20th Century Fox».
    • Джон МакТирнан несколько раз отклонял предложение поставить данный фильм.
    • Большая часть сценария является импровизацией актеров и съёмочной группы, т. к. многие сцены придумывались непосредственно во время съёмок.
    • Для сцены, в которой встречаются персонажи Брюса Уиллиса и Алана Рикмана, не устраивали репетиций, чтобы добиться более убедительного эффекта спонтанности встречи.
    • Одновременно со съёмками в «Крепком орешке» Брюс Уиллис играл в «Детективном агентстве «Лунный свет»». Обычно Уиллис снимался для телесериала днём, а вечером и ночью проходили съёмки фильма МакТирнана.
    • Сцена, где встречаются Грубер и МакКлейн, была добавлена в сценарий после того, как выяснилось, что Алан Рикман может достоверно сымитировать американский акцент.
    • Изначально фильм был переведён нелегальными издателями под названием «Умри тяжело, но достойно». В переводе А. Гаврилова фильм фигурировал под названием «Неистребимый». Когда фильм вышел в кинопрокат в СССР в 1991 году, в кинотеатрах он шёл под прижившимся ныне названием «Крепкий орешек».
    • В книге Родерика Торпа главный герой спасает от преступников свою дочь. В фильме — жену.
    • Когда МакКлейн входит в фойе Накатоми-плаза, он с большим интересом рассматривает техническую новинку того времени — информационный терминал, оснащённый сенсорным экраном.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В ходе съемки сцены, в которой Ганс Груббер падает с крыши здания, актер Алан Рикман на самом деле падает с 6-метровой высоты.
    • Музыка, которая играет в сцене, где Пауэлл убивает Карла, — это неиспользованный трек из саундтрека Джеймса Хорнера к «Чужим» (1986).
    • еще 34 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Два выживших террориста ни разу не показали, есть ли у них в наличии хоть какое-нибудь оружие, и не сделали ни одной попытки запугивания заложников.
    • С самого начала своего пребывания в здании небоскрёба Джон МакКлейн одет в белую майку. Однако, начиная с 50-й минуты фильма (сцена проползания МакКлейна по вентиляционному воздуховоду), он уже одет в тёмно-коричневую майку.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Этот американский фильм, также известный у нас под глупым названием «Умереть тяжело, но достойно» (хотя Die Hard — это идиоматическое выражение, которое применяется по отношению к кому-то чересчур упорному и несгибаемому), пользовался большим успехом у зрителей во всём мире, только в кинопрокате превзойдя почти в пять раз свой бюджет в размере $28 млн. Ведь публику всегда привлекают энергичное развитие действия, острота коллизий и постановочные эффекты боевиков (знаменательно, что «Крепкий орешек» претендовал на «Оскар» в более технических категориях — за визуальные и звуковые эффекты, монтаж и звук). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5378 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сложно представить более удачного боевика, в котором обыгрывается банальная тема с заложниками, неподступного здания и человека, который в конце концов спасет всех. Да-да, Die Hard это своего рода ответ Джеймсу Бонду. Можно сказать даже больше — Макклейн это родной брат Бонда. Вся их разница в том, что агент 007 не может жить без всякого рода примочек, мелких интрижек и костюма. В тоже время Джону для успешного выполнения задания нужен всего один пистолет и простая майка. Ради справедливости и ради чести он готов воевать босиком. И ни один преступник не сможет ему противостоять, сколько бы патронов не полетело в его сторону.

    Наверное этим нас и привлекает данный персонаж — простой парень, который попал в невыгодную для себя ситуацию. Кто угодно мог бы быть на его месте, другое дело, что далеко не каждый смог бы выйти из нее победителем.

    Сейчас таких боевичков уже не снимают. Приходится давится либо откровенно глупыми фильмами, без всякого смысла, либо совершенно неправдоподобными картинами, где главный герой непризнанный супермен. А когда данный коктейль смешивают, но не взбалтывают, то остается лишь восхищаться спецэффектами(если они есть конечно).

    Но в этом фильме нет ничего подобного, за исключением восхитительных спецэффектов. Учитывая время, когда была снята картина, глаза вылезают на лоб от восхищения. Но даже не экшен главная особенность этой истории. поражает, насколько грамотно просчитана каждая деталь этой конструкции. Почти каждый персонаж не используется как фон, а напрямую влияет на сюжет. Кроме всего прочего они развиваются, что является показателем высокого качества сценария.

    Брюс Уиллис должен молится за эту роль, поскольку именно она сделала его всемирно известным. Наверно многие сомневались в его «трудоспособности», но он не подвел и сыграл на очень высоком уровне. Что касается главного злодея, то его тоже сыграл дебютант в большом кино Алан Рикман, посмотрев на которого ты не веришь в это. Многие с 10 попытки не могут сыграть достойно, а тут с ходу и на Олимп, хоть и слегка условный.

    9 из 10 Этот фильм должен увидеть каждый! Это мастер класс от Голливуда, то как нужно умело, умно, логично и без лишнего пафоса делать развлекательное кино, которое не забывается и которое хочется смотреть снова и снова. К сожалению, подобного мы видим куда реже, чем хотелось бы, посему грех не посмотреть данное творение еще разок… а потом и еще. Российским режиссерам и продюсерам есть чему научится. Про сценаристов я молчу, у нас их нет… Подобного в нашей киноиндустрии не было и вряд ли в ближайшем будущем будет.

    3 августа 2011 | 20:40

    Герой на все времена.

    Что тут сказать? Джон Макклейн, стал главным персонажем, замечательного актера Брюса Уиллиса, а фильм «Крепкий орешек» его пропуском в мир боевиков! И если задуматься, то из всех современных и прошлых героев, образ Джона Макклейна, наверное, ближе всего простому зрителю. Да, к сожалению, у него нет мощной мускулатуры, как у Арнольда Шварценеггера, или изящной внешности, что сводила с ума многих женщин, как у Сильвестра Сталлоне, нет шикарных, длинных волос, как у Стивена Сигала! Но в нем есть то, что есть во многих из нас! Простой человек, средних лет, с чуть лысеющей головой, «легким» брюшком, с привычными многим, семейными проблемами, и твердым убеждением, что он всегда прав! Посмотрите внимательней, каждый сможет найти в нем, что-то похожее на себя! При этом нам не нужно ночевать в тренажерном зале, заниматься йогой или отращивать волосы! Вот он, герой нашего времени, который почти, такой же, как мы с вами! Единственное, что может отличить его от нас, это то, что Джон Макклейн из Нью-Йорка, и он полицейский, а это уже многое объясняет…

    Съездишь в Калифорнию, развлечешься…

    С долей случая, оказавшись в гигантском, современном небоскребе, захваченном террористами, Джон Макклейн не растерялся и вступил в яростную схватку, за освобождение заложников, среди которых была его жена, и наказание преступников! В течение всего фильма, он правдоподобно партизанил на территории врага, уничтожал террористов, всячески стремился спасти заложников и встретить Рождество со своей любимой семьей. Все 130 минут следишь за этим на одном дыхание и начинаешь болеть за Джона Макклейна, как за любимую команду, после забитого гола! А юмор и ирония, которую с изяществом вносит в картину герой Брюса Уиллиса, заставляет включить этот фильм в список лучших картин своего жанра, а актера в «обойму» лучших героев боевика!

    Продолжение следует…

    Так же стоит выразить слова благодарности создателям фильма, для 1988 года эта картина получилась великолепно! А сегодня, 20ть лет спустя, фильм смориться так же, как и раньше! У меня не поворачивается язык назвать его устаревшим, а спецэффекты детскими. Я не переключу канал, если увижу, что его показывают, и если будет возникать вопрос, что посмотреть, то одним из первых, что придет на ум будет «Крепкий орешек». И это не «дань» актерскому таланту Брюса Уиллиса и не привязанность к фильму. Просто это участь классики, к которой я с легкостью могу отнести это фильм!

    12 декабря 2008 | 18:19

    «Был канун Рождества и весь город тихо спал, кроме четырех козлов, которые бегут к выходу штурмовым порядком…»© (Тео)

    Отдавая почтения великому кинематографу 80-тых, а в частности его огромной составляющей — боевикам, не могу не вспомнить лучший фильм жанра того времени «Крепкий орешек». Необычный, но прекрасный синтез яркого динамичного сюжета и новогодней тематики обеспечил сему творению не просто успех, а сделал его своего рода традицией, ибо в канун Нового года невозможно представить телеэфир без этой картины.

    И так, крутой полицейский Джон МакЛейн, отправляется в Калифорнию к своей жене и детишкам праздновать Рождество. Жена главного героя сделал выбор в пользу карьеры и вот уже полгода, проживая отдельно от мужа, работает в крупной компании, штаб-квартира которой разместилась в гигантском небоскребе. В сам разгар празднования Рождества, а также крупной сделки компании и занесло Джона, но как оказалось не только его, но и… Нет, совсем не Санту с оленями и эльфами, а группу до зубов вооруженных террористов, которые преследуют цели совсем не политические, а лишь хотят ограбить компанию. Знали бы эти ребят все последствия знакомства с МакЛейном, точно выбрали бы другой небоскреб.

    А дальше — сюжет полностью поглощает наше внимание, ибо происходящее радует своей динамикой, эффектами, напряжением момента, тут и крутые сцены перестрелок, и взрывы, и преследования, а также старый добрый черный юмор, конечно же, со знаком качества. Чего только стоит «новогодний подарок» Джона, преподнесенный плохим ребятам — труп первого, обезвреженного ним террориста с надписью на груди «Хо-хо-хо».

    И пусть замысел, где один обезвреживает целые полчища зла, оставляя позади полицейских и ФБР кажется наивным, но я, как и множество зрителей, всегда с восхищением воспринимаю победу индивидуальности над шаблонностью масс. Но, полицейские, как и террористы со своей стратегией ведения боя смотрятся весьма убедительно и эффектно, а главный герой не такой уж и крутой, ведь он не обладает сверхспособностями, боевыми искусствами и всеми видами огнестрельного оружия. Часто густо Джона спасает случай, полумомент и быстрота реакции, что предает происходящему нотку реалистичности. Радует, как тонко отображено использования всеми персонажами мелких ситуаций для достижения поставленной задачи.

    Хочу отметить прекрасно прописаны взаимоотношения между героями картины, диалоги радуют своей логичностью, а общения по рации Джона с полицейским Паулом переполнено колоритом и массой комических ситуаций:

    «- Паул, Паул, отзовись, в чем дело.
     — Спроси у ФБР. У них есть сборник рецептов по борьбе с терроризмом, они не отступают от него ни на шаг». ©


    Типаж персонажей и актерская игра — это явное преимущество «Крепкого орешка». Брюс Уиллис, человек до этого игравший в основном комические роли, прекрасно подал своего персонажа, уверен, что картина обязана ему значительной частью своего успеха. Террористы во главе с Гансом Грубером (Алан Ричмен), Карлом (Александо Годунов) и Тео (Кларенс Гильярд) выглядят весьма внушительно. Жене главного героя Холли МакЛейн досталось мало экранного времени, но каждое ее появления вызывало улыбку. Эта женщина владеет не только отличным ударом справа, но и ироничным чувством юмора, на приступ истерики одного с бандитов, Холли замечает:

    «Только Джон так может довести человека…»©

    Не обошлось и без ляпов: пальба по полицейской машине с четвертого этажа, хотя действия происходят на тридцатом; использования лифтов не смотря на то, что они были отключены, а вопрос смены цвета майки главного героя мучает меня во время каждого просмотра, но происходящее на экране под мелодии рождественских мотивов впечатляет настолько, что на все промахи хочется закрыть глаза.

    9 из 10

    19 декабря 2012 | 16:38

    Только вчера узнал, что этот фильм, оказывается, длится больше двух часов. Никогда бы не подумал. А ведь пролетают два часа на одном дыхании, оставлял очень сильное впечатление. Отличный боевик с отличными Брюсом Уиллисом и Аланом Рикманом.

    Небоскрёб. Да ещё и кое-где недостроенный. Прекрасное место для игры в прятки и войнушку. Ну прям восторг появляется, когда наблюдаю, как Джон МакКлейн где-то лазает и, самое главное, потихоньку, поочерёдно убирает вооружённых преступников. При том сам-то он не Кейси Райбек, ему-то сложнее. Да, он умеет стрелять, он умён, но при этом на наёмника-убийцу его никто не тренировал, он обычный коп, который в силу своих возможностей противостоит террористам.

    Кстати о террористах. Начну с хорошего. Ганс Грубер — это прям мякотка. Отличный злодей, умный, обаятельный, харизматичный, даже интеллигентный. Вспомните, как он рассматривает макет в кабинете Такаги и говорит о том, что сам в детстве любил макеты, любил уделять внимание самых мелким, казалось бы, ненужным деталям. И вон в кого вырос. Избегайте детей, строящих макеты. Они будущие захватители небоскрёбов. В каком-то списке лучших экранных злодеев Ганс Грубер занимает какое-то место, что свидетельствует о том, что сыграл Алан Рикман выше всяких похвал.

    Теперь о плохом. Этот самый Карл, который выступает в фильме как правая рука Ганса и самый якобы сильный и профессиональный, в общем второй босс по значимости. Но друзья-товарищи, где же там профессионализм? Там есть лишь иллюзия профессионализма, в которой живёт сам Карл. Ну во-первых, какой профессионал, выходя на серьёзное дело, будет бегать с причёской Игоря Николаева. Чтобы цепляться всюду волосами, которые ещё и всю моську облепляют постоянно? Во-вторых, какой профессионал будет пафосно идти по крыше как цапля с автоматом, подкрадываясь к Джону МакКлейну? Я понимаю, что Александр Годунов — балерун, но террорист-то Карл вряд ли. И в-третьих, какой профессионал будет демонстрировать несколько раз свои эмоции перед сотоварищами, заложниками, ставя под угрозу срыва весь план, над которым Ганс не так уж и мало работал. В общем, хотите увидеть действительно профессиональных наёмников — смотрите вторую часть или обе части «В осаде» со Стивеном Сигалом. А тут это просто глуповатый бюргер, которому дали автомат и он тут же убедился в том, что он супер-профессионал.

    А в остальном все на своих местах. И вот несмотря на то, что фильм про заложников и убийства, смотрится он позитивно. И Джон шутит, и сержант Пауэлл очень добродушный, и рождественская атмосфера гладит по голове, успокаивая. В общем, очень много раз фильм можно смотреть и пересматривать, он отличный, спасибо всем.

    10 из 10

    26 ноября 2012 | 19:07

    В далекие уже восьмидесятые самыми популярными фильмами считались боевики. Такие, в которых нет ни интересного сюжета, ни драмы, ни смысла, а только бешеный, безостановочный экшн. Не удивительно, что сегодня многие из них смотрятся исключительно на волне ностальгии. Но среди множества модных тогда, но совершенно не интересных сегодня фильмов есть и свои шедевры. Одним из таких приятных исключений я считаю картину «Крепкий Орешек», один из первых фильмов Брюса Уиллиса.

    Фактически, его основное отличие от подавляющего большинства других боевиков — это ощущение уязвимости главного героя. Джон Макклейн ведет себя именно так, как должен был вести себя живой человек в подобных ситуациях — не рискует, действует аккуратно, старается убирать противников по одиночке. Именно поэтому герою хочется сопереживать, такого не было ни в одном другом боевике тех лет.

    Но и во всем остальном «Крепкий Орешек» весьма хорош. Сюжет здесь не срывает звезд с неба, но и не кажется глупым и надуманным, экшн выполнен на вполне качественном уровне, который смотрится неплохо даже сегодня, да и сам Джон Макклейн оказался очень харизматичным героем. Благодаря всему этому «Крепкий Орешек» можно считать одним из лучших боевиков за всю историю.

    8 из 10

    15 июля 2015 | 21:26

    Так уж получилось, что из замечательной плеяды боевиков 80-ых про так называемого «героя-одиночку», я до недавнего времени не был знаком с «Крепким орешком». Данная франшиза (точнее, первый фильм, если говорить о 80-х) по необъяснимой для меня причины абсолютно выпала из моего поля зрения и восприятия таких картин, как «Коммандос», «Рэмбо», первый «Хищник» и ряда других. Во многом из-за этого обстоятельства и Брюс Уиллис в моем понимании никак не походил на героя боевиков, поскольку первые впечатления о нем сложились по фильмам «Смерть ей к лицу» и «Пятый элемент» (боевик, но все же совсем другого плана), а также по эпизодическому появлению в «Четырех комнатах».

    На днях решил заполнить этот пробел в своей синематеке, но подходил к просмотру с осторожностью: что если данный жанр греет сердце только потому, что знакомство с ним произошло в раннем детстве? Что если такой фильм не окажет на меня никакого воздействия и покажется скучным, обыденным?

    С первых же минут опасения были развеяны. Здесь все то, что так полюбилось в детстве: взрывы, выстрелы, быстро развивающийся экшн, чуть ли не обожествление компьютерной техники, свойственное фильмам тех годов (сейфы, охранная система, хакеры и пр.), периодический искрометный юморок героев, а также резкая прерывистая музыка, которая нагнетает уровень драматизма. Все по канонам классики боевика. Игра актеров также заслуживает похвалы, при чем не только главных персонажей (чего только один Александр Годунов стоит!).

    Подводя итоги, хотелось бы признать, что первый «Орешек», действительно, великолепен в рамках рассматриваемого жанра. Схема «бандиты»+«герой-одиночка» с элементами полной недееспособности полиции доведена здесь практически до совершенства. Остается только сожалеть о том, что фильм не был просмотрен мною ранее вместе с остальными замечательными однотипными картинами.

    8 из 10

    10 сентября 2015 | 15:15

    Очень, очень хороший коп по имени Джон прилетает на Рождество к детишкам и бывшей жене, но высотный кондоминимум, в котором выдают подарки, оккупирует шайка немцев с мозгами, фирменной педантичностью и моралью, засунутой куда-то в недра. Пальба, крики, взрывы, знатный ад, а помешать этому всему теперь может только драгоценный Джонни-бой, во имя жены, детей и духа рождества, аминь.

    Если боевики начнут мериться сильными сторонами, «Дай хард» выйдет победителем в одной очень важной категории: главный герой. Когда Брюси гонял еще с волосами, Рикман кривлялся, как капризная сучка, а МакТирнан снимал так, что аж по самый пищевод — ох, то были времена. В «Крепком орешке» нет практически ничего, что может выиграть при объективном анализе: главные преимущества здесь сводятся к невероятной крутости и бэдэссности действия и персонажей. Важно то, что Джон МакКлейн — лысеющий и широкоплечий, с большим продолговатым автоматом наперевес (а также с оружием) и смелостью столь выдающейся, что мешает ходить, — именно он — это символ настолько маскулинный и неоспоримо фаллический, что сигара в «Орешке» — это далеко не просто сигара, а Фрейд бы лукаво подмигнул. Собственно, с соперниками Джонни и происходит то, что и должно с такой символической составляющей происходить. Ни в одной из Вселенных не будет спойлером то, что вместо денег в тачку они получат исключительно фаллических символов.

    Вообще «Крепкий орешек» — это кино, являющееся неким культурным экшн-узлом для фильмов до и после 1988-го. МакКлейн — это Джон Уэйн, Гэри Купер, Рой Роджерс, Клинт Иствуд и прочие ребята, у которых на экране всегда кирпичные лица и стальные храбрость, вместе взятые. Еще это абстрактный Василий Теркин, у которого заменителем «Ничего я не скажу тебе, фашист!» выступает легендарное «Йиппи-ки-йей, ублядок!». Этим героям поклонялись, их боготворили и их хотели, но на подходе к девяностым многое изменилось. Крутость стала выражаться не в невозмутимости, а в искрометном юморе под дулом пистолета, да и размеры пушек неслабо выросли. Как, правда, и у врагов: пришло ядерное оружие, пришли ракеты, базуки, автоматы и прочие очень страшные и очень эффектные штуковины. И, что самое страшное, это теперь не какой-нибудь «Бешеный пес» Таннен из соседнего штата, а это, мать их, немцы, которые до боли вожделеют starr zu ficken оплоты капитализма и демократии, и единственное противодействие это fuck «em up their fascist asses. В компанию к Фрицу, Гансу и Карлу добавили пару азиатов и одного русского актера. Другими словами, немец, китаец и русский заходят в бар, а там их уже ждут с распростертыми.

    И если «Крепкий орешек» — это своеобразное окончание пубертатного возраста для жанра, то не удивительно и то, что после обретения им статуса культового фильма, типажи и сюжетные твисты цитировались неприхотливыми представителями экшн-индустрии практически повсеместно. Трансконтинентальные угрозы, европейцы-златовласки, один представитель Закона, его статус мессии микрорайона, его соперник в любви — самовлюбленный говнарь-кокаинщик, сволочные журналисты, любящая жена и миленькие детишки. Стоит ли говорить, что потом ставки будут расти, высотка превратится в целый город, обычные немцы — в ницшеанских, но Уиллис с потерей волос только наберет брутальности.

    Если подытожить, то, когда мы были помоложе, фильмы любили просто за их инстинктивную приятность, за веселую агрессивность и высокий темп. Попытки возродить МакКлейна в наши дни скорее походят на секс с трупом: формат первого «Орешка» умер и эксгумируется лишь по праздникам для олдскульных экшн-любителей. Сейчас если ниггер в очках взламывает сейф, то зрителю нужно обязательно объяснить, какими кодами и какими именно кнопками. Если хороший парень убивает трех плохих за раз, то нужно объяснить, по какой траектории летели пули и почему ему самому, простите, хоть бы хер, а патроны все никак не заканчиваются. Когда-то никому не было дела до нелогичности, несуразности и милой глупости происходящего. Местами было смешно, местами клевые взрывы, а местами мозги на стене. МакКлейн поправляет майку, закуривает сигарету и говорит: «Что ж вам, блин, еще надо?»

    8 марта 2014 | 20:56

    Именно с этого фильма началась моя нежная, трепетная любовь к Брюсу Уиллису. «Детективное агентство „Лунный свет“ было позже. А „Крепкий орешек“ поразил меня в самое сердце — это был экшн, драйв и юмор в одном флаконе, это был супер-Брюс в белой майке против банды террористов, и трюки, и взрывы, и бег по этажам, а потом он вообще босиком по стёклам, а бандиты всё ближе, а-а-а! Есть на что посмотреть, чем повосхищаться и над чем улыбнуться, даже несмотря на то, что фильму уже больше двадцати лет.

    Персонаж Уиллиса в меру брутален, решителен и остроумен, этакий простой парень, который оказался там, где творится несправедливость. И ведь дело даже не в том, что Джон Маклейн — полицейский, а, следовательно, бороться с преступностью — его прямая обязанность. У него есть и личный интерес — его жена находится среди многочисленных заложников, так что сам Бог велел подсуетиться и вступить в смертельную схватку. Что он и делает, обеспечивая зрителю полтора часа отличного настроения.

    Актёрский состав заслуживает отдельной положительной оценки. Алан Рикман, Уильям Этертон, Реджинальд ВелДжонсон и прочие служители Мельпомены и Талии выглядят убедительно, играют отлично, и видишь не актёров, а персонажей — а этого добиться удаётся далеко не каждому. Единственная претензия у меня к Бонни Беделиа — на мой взгляд, она не вписалась в формат фильма и выглядит неестественно. Как-то не похожа она на жену Джона Маклейна, уж простите. Не верю! (с) Но остальные — выше всяких похвал, так что на миссис Маклейн можно закрыть глаза. Там и без неё есть, на ком глазу отдохнуть.

    10 из 10

    30 декабря 2011 | 11:27

    Любите ли вы боевики, как люблю их я? Не ищите сарказма в этой фразе. Когда от модного кино начинает сводить скулы при зевоте, а от каждодневного артхауса жизнь окрашивается в серые тона, тогда понимаешь, что нечего строить из себя матерого эстета. И нечего пренебрежительно воротить нос от слишком шумных фильмов, если на самом деле испытываешь от них восторг.

    Конечно, боевики бывают разные. Тонкому зрителю мало радости, если от нескончаемой стрельбы лишь бьются стекла да поднимается пыль. Если мордобой, как будто, срежиссирован хореографом. От оглушительных взрывов разрушаются карточные домики. А автомобильные погони поражают только безумным расточительством. И если еще не срабатывает привычка сопоставлять себя с персонажами, то становится совсем неинтересно. Попробуй залезть в шкуру Шварценеггера, если тяжелее ложки в руках ничего не держишь. Или ван Дамма, когда поднять ногу мешает живот, накаченный пивом.

    Легко представить себя в роли героя мелодрамы, если есть хоть малейшее неравнодушие к женскому полу. При достаточной самоиронии можно побыть и действующим лицом комедии. Но если получится отождествить себя с героем боевика, то незабываемые ощущения обеспечены. Вот почему я люблю боевики.

    Особенно, если герой почти похож на нас. Когда он, например, обычный полицейский из Нью-Йорка. Из его достоинств можно отметить разве что обладание брюсуиллисовской ухмылкой, которой он легко обезоруживает дам. Да непревзойденное умение доставать окружающих. Слабостей же не меньше, чем у тебя или у меня. Он не может удержаться, чтобы не выразить презрение к калифорнийцам. И в самолете у него дрожат коленки. И неурядицы в семье привели к тому, что жена вернула себе девичью фамилию. И в стрельбе он бывает на высоте лишь тогда, когда от его меткости зависит жизнь близкого человека. И в рукопашной схватке его спасает лишь какое-то звериное упорство, а не мастерство. Он не семи пядей во лбу и в плечах у него не косая сажень. Благодаря чему же он в одиночку расправляется с террористами, против которых бессильными оказываются и местная полиция и ФБР?

    Попробуем избежать высокопарных слов, вроде «чувства долга», «желания спасти жизнь невинных людей» или «неприятия зла в любом его проявлении». Он просто хотел выжить. Сохранить свою жизнь можно было двумя способами. Спрятаться в каком-нибудь углу, благо, в небоскребе их предостаточно, и отсидеться там, пока плохие дяди не уйдут. Или объявить бандитам войну и неустанно уничтожать их, давить голыми руками, выбрасывать с тридцатого этажа, пока они совсем не закончатся. Наш герой выбрал второй способ, потому что о существовании первого даже не попробовал догадаться. Как за это не любить боевики?

    Повезло, если доживаешь до старости, ни разу не встретившись лицом к лицу с реальной угрозой для жизни. Но задумываться иногда не мешает: а не трус ли ты? Подобное кино как раз и задает такие неудобные вопросы удобно расположившемуся в кресле зрителю. И за это я люблю боевики.

    А еще показалось забавным, как принадлежность персонажей к той или иной нации выбиралась в соответствии с ее ролью в истории. Поэтому главный герой — ирландец (или шотландец), предки которого создавали Америку. Многоэтажный офис японской компании в центре Лос-Анджелеса выглядит как попытка загладить вину за Хиросиму. То, что все афроамериканцы в фильме наделены положительными качествами, тоже похоже на плату за многолетнее угнетение негров. А в роли террористов, конечно, немцы, как разжигатели крупнейших войн двадцатого века. Фамилия их главаря созвучна с фамилией отца главы третьего рейха. А его головорезы с автоматами наперевес, рыскающие по зданию в поисках того, кто вставляет им палки в колеса и переговаривающиеся при этом на родном языке, точь-в-точь эсэсовцы, потерявшие раненого советского офицера. Определенно, я люблю этот боевик.

    В том числе за тонкий фарс в изображении нерешительного полицейского начальника, чересчур самоуверенных агентов ФБР, незадачливого репортера. Их карикатурность видится даже слишком смелой перед лицом традиционно строгой американской цензуры. И за заключительную сцену, пародирующую героический ужастик. И за классическую музыку, сопровождающую фильм. Пусть «Ода к радости» Бетховена звучит как насмешка над терпящими поражение «фрицами», заряжает она зрителя основательно. Вот почему я люблю боевик «Крепкий орешек».

    10 ноября 2012 | 09:46

    Итак, что мы имеем? Рождество, крупнейшая компания, преступная банда и, конечно же, спаситель мира, на которого можно положиться. Классика жанра — эталон американского боевика во всей красе. Тут вам и традиционный коп с пончиками, и стрельба во все стороны… Уж этот фильм не оставит равнодушным ценителей стиля.

    Одного взгляда хватает, чтобы понять, что орешек Макклейн и правда крепкий. Черты его лица, рельеф мускул и особая очень мужественная манера разговора дают нам понять, что в руках этого сурового парня мы можем быть спокойны.

    Не смотря на то, что с тех пор, как мир увидел орешка Брюса, эту тему порядочно избивали и затирали, смотреть фильм всё равно интересно. Этому есть множество причин. И одна из них носит имя Ганс Грубер.

    Как повезло русскоязычным зрителям, для нас звучание его фамилии прямо-таки говорящее. Кто он? Не гипнотический убийца, как небезызвестный Лектор, и даже не утончённый похититель. Грубер попросту вор с невероятным напором и уверенностью в себе. Вор, крадущий внимание зрителя с первого же появления в кадре… И я могу признаться, что никогда окончательно не займу сторону света, пока существует такое злое искушение во плоти.

    Противостояние грубой мужской силы и чертовски магнетического зла получает

    9 из 10

    21 ноября 2012 | 23:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>