всё о любом фильме:

Возвращение

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийВладимир Моисеенко, Александр Новотоцкий
продюсерЭндрю Колтон, Елена Ковалева, Дмитрий Лесневский
операторМихаил Кричман
композиторАндрей Дергачев
художникЖанна Пахомова, Анна Бартули
монтажВладимир Могилевский
жанр триллер, драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$550 247
зрители
Италия  175.5 тыс.,    Франция  116.9 тыс.,    Испания  70.4 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время106 мин. / 01:46
В жизни двух братьев неожиданно возникает отец, знакомый им только по фотографии десятилетней давности. Появление странного, чужого для них человека переворачивает их жизнь, когда отец вырывает ребят из привычного существования в тихом родном городе и привозит на заброшенный остров…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
81 + 4 = 85
8.0
в России
50%
2 + 2 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снимали в Ленинградской области: в Выборге, Приозерске и Зеленогорске.
    Трейлер 02:04

    файл добавилFinePart

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Сенсационная победа фильма 39-летнего российского дебютанта Андрея Звягинцева на юбилейном, 60-м по счёту, Венецианском фестивале, где эта картина получила сразу два «Золотых льва» — в главном конкурсе и в соревновании первых работ, действительно свидетельствовала о возврате российского кинематографа в контекст формирующихся течений и направлений в мировом кино. В Венецию стремился попасть наш признанный режиссёр Вадим Абдрашитов с «Магнитными бурями», из-за чего предпочёл отказаться в мае от участия в престижной программе «Особый взгляд» в Канне. Но даже несмотря на пристрастия тогдашнего венецианского отборщика по Восточной Европе, известного немецкого киноведа Ханса-Иоахима Шлегеля, который ранее протежировал нашим лентам на Берлинском киносмотре, в том числе — и «Пьесе для пассажира» в 1995 году, новая работа Абдрашитова была знаменательно проигнорирована. Зато совершенно случайно в руки Морица де Хадельна, директора кинематографической Биеннале, попала видеокассета с «Возвращением», которое не только срочно отвоевали у Локарнского фестиваля, но и особо упомянули уже на предварительной пресс-конференции, где была объявлена венецианская кинопрограмма. Таким образом, никому не ведомый начинающий постановщик из России заранее оказался в предпочтительном положении. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 29737 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Взаимоотношения отцов и сыновей всегда немногословны, что уж говорить о таинственной встрече братьев подростков (Владимир Гарин и Иван Добронравов) с их биологическим отцом (Константин Лавроненко), опознать которого они могут лишь по своим младенческим фотографиям. Как заполнить уже привычную пустоту безотцовщины в свои 12-­15 лет и стоит ли вообще доверять человеку, не проявляющему никаких признаков любви и заботы, возомнившего себя основоположником военной дисциплины во вновь обретшей целостность семье ­ в эти и другие вопросы погружает нас мир героев драмы Андрея Звягинцева «Возвращение» (2003).

    Психологический темпо­-ритм картины держит зрителя в напряжении на протяжении всех 106 минут, несмотря на то, что кадры фильма зачастую длятся по 20-­30 секунд, тем самым давая возможность погрузиться в мир героев и самому ощутить атмосферу пугающей недосказанности, повисшей в воздухе, и заставляющую зрителя вместе с братьями балансировать между радостью и страхом, восхищением и подозрительностью, любовью и ненавистью к родному отцу.

    Как понять отца и как найти общий язык с сыновьями? Что должно произойти, чтобы отец и сын не побоялись обнажить свою любовь друг к другу ­ вот основной вопрос дебютной работы Андрея Звягинцева «Возвращение», отмеченной в 2003 году главным «Золотым львом» на Венецианском международном кинофестивале и наградой за лучший дебют.

    «Возвращение», как и другие работы А. Звягинцева сотканы из привычных для каждого зрителя бытовых сцен: семейный ужин, поездка на машине на природу, обед в придорожном кафе, фотоснимки в дороге, рыбалка, ужин у костра, разговоры в палатке и пр., но каждая из этих сцен полна смысла и переживаний. Несмотря на отсутствие изощренных перипетий, благодаря искусно продуманным сценам, зритель проживает с героями целую неделю, за которую братья успевают повзрослеть.

    Еще одна особенность произведений Звягинцева, которая поразит современного зрителя это та простота, с которой у режиссера погибают главные герои ­никаких привычных для кино чудес, долгих прощаний, таинственных воскрешений ­ всё как и в жизни: одно неловкое движение и процесс необратим.

    Любителей детектива и триллера также ждет сюрприз: несмотря на то, что в описании фильма фигурируют эти жанры, загадочному поведению отца не будут даны объяснения. В данном случае это не имеет значения, зато каждый зритель сам сможет додумать биографию таинственно появившегося спустя 12 лет отца. Фильм скорее соответствует жанру психологических детектива и триллера.

    Сюжет фильма затрагивает вечную тему взаимоотношений отца и сыновей, увековеченную еще в религиозных притчах, отсылки к которым ненавязчиво, но крепко вплетены в сюжет фильма. Примечательно и то, что от встречи с отцом до начала взрослой жизни проходит ровно 7 дней, что дает основания предположить о связи с библейским сотворением мира и открывает перед зрителем новое измерение вопросов, затрагиваемых в киноленте.

    Все аудиовизуальные элементы картины также призваны стереть временные и пространственные границы происходящего. Работа выполнена в приглушенных синих тонах с высокой контрастностью, все сцены минималистичны по декорациям. В интерьерных эпизодах в доме нет абсолютно ничего лишнего, словно это не жилое помещение, а театральная сцена: стол, комод, стул, кровать, но в то же время шелковое постельное белье, что вызывает у проницательного зрителя новый ряд вопросов.

    Экстерьерные планы сняты на природе, преимущественно за городом в абсолютно безлюдных местах, что обостряет совместное одиночество отца и сыновей, впервые оказавшихся наедине и час от часу сталкивающихся с новыми препятствиями, вполне обыденными, но тем не менее ставящих в тупик пока еще несамостоятельных и немного инфантильных юных отпрысков.

    Музыкальное сопровождение, напоминающее то кавказский дудук, спокойный, но тревожный, то космический саундтрек «Cталкера», крайне гармонично подчеркивает видеоряд и все глубже погружает зрителя в атмосферу единения с природой.

    Потрясающая операторская работа: красивые длинные плавные планы, зачастую снятые на длиннофокусный объектив, в том числе и съемки сверху, внутрикадровый монтаж и игра с отражениями — каждый кадр красив по-­своему и, кажется, выверен годами. Такое качество дебютной работы режиссера и оператора поражает и может стать примером даже для опытных кинематографистов.

    «Возвращение» — фильм-­загадка, несмотря на довольно простой сюжет. Лента поможет забыть о суете и напомнит о главном, радуя глаз живописными кадрами, забавляя мозг психологическими головоломками и волнуя душу новыми переживаниями. «Возвращение» ­ фильм не для тех, кто хочет забыться в калейдоскопе драк, погонь и спец­эффектов, здесь акцент, наоборот, направлен на зрителя ­ порой, может показаться, что это «фильм смотрит нас», наблюдает за нашей реакцией и догадками. Такая экологически чистая от сюжетных и монтажных спецэффектов картина невольно врезается в память как свое личное воспоминание.

    5 февраля 2016 | 22:09

    Фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» повествует о двух братьях, в чью жизнь нежданно негаданно вернулся отец, который был то ли в загуле, то ли в тюрьме, то ли на войне, это не важно. Мальчики смутно помнят родное лицо, и реакция на него у них разная. Старший брат бескорыстно радуется возвращению отца и не задаёт лишних вопросов, младший помнит его меньше, оттого настроен к нему как к чужому. Отец забирает сыновей в поход к озеру порыбачить. На самом деле в течении ленты заметно, что отец везёт их в определённое место, в котором он однозначно уже был и которое почему-то ему полюбилось. Заново выстраивать отношения с детьми, для которых ключевым является то, что его много лет не было рядом, конечно же непросто. Но отец не торопится облегчить этот процесс, он жёсток и жесток с мальчиками, и его меры воспитания неуместны, особенно в ситуации такого не длительного знакомства.

    Фильм показывает как легко желаемое может обратиться в действительное и в миг перестать быть желаемым. Атмосфера ленты звягинцевская. Кадры взваливаются на зрителя монотонным грузом (в хорошем смысле), картинка серая, но не безликая. Как и в других кинотворениях Звягинцева, не чувствуется русской принадлежности у героев и у мест, равно как и привязки к времени. Причём при просмотре это не бросается в глаза, а уже после при анализе возникает вопрос, лично для меня не требущий ответа и являющийся скорее плюсом и фишкой режиссёра, чем недочётом фильма, «где и в каком времени это было»?

    Возможно, отец чувствовал недолгое пребывание с сыновьями, скорый отъезд вновь надолго или даже гибель свою. Внутри себя он безмерно любил сыновей, а на поверхность выдавал холодность и жёсткость, чтобы не давать им полюбить себя и привыкнуть к своему присутствию.

    На мой взгляд придраться в ленте не к чему. Игра актёров, работа оператора, звуковой ряд, режиссура, атмосфера — на высшем уровне.

    Тем не менее нельзя давать кинематографу расслабляться.

    9 из 10

    27 декабря 2012 | 17:55

    Этот фильм я посмотрел значительно позднее того времени, когда о нем с упоением говорили и писали. И, что самое интересное, раньше я посмотрел «Изгнание» и, честно признаюсь, остался удивлен. Фильм не то, чтобы не задел, он оставил впечатление какого-то эксперимента.

    Но «Возвращение» — это еще худший эксперимент. Но, обо всем по порядку.

    1. Атмосфера — какая-то зловещая, напряженная и очень мрачная. Непонятно, в какое время происходит действие. Если это «космос», то тогда не надо было баловаться реалистическими эффектами а-ля старые машины и рестораны-кафе 60-х. Если же это реалистическая картинка, то не вижу обоснования. Почему именно в этом времени, а не в 80-е или 90-е? Разве что-то меняется от присутствия «ретро»?

    2. Актеры. К. Лавриненко — актер более чем странный. Возможно, Звягинцев увидел в нем нового Кайдановского или Солоницына, которых открыл Тарковский. Может быть, хотел взять «не типажного» артиста, чтобы погрузить его в свою философию. Решение режиссерское и оно в каком-то смысле верное. Но… Лавриненко на протяжении всего фильма играет «на одной ноте» — «до». Жестко, даже излишне и неоправданно жестко. Вспоминается аналогичный В. Машков в фильме «Вор», но там кроме жесткости есть еще и кураж, юмор. А здесь герой Лавриненко только и делает, что строжит своих сыновей. И конечно же, все остальные актеры на фоне главного героя вообще теряются. Типа «гарнир»? Но это же не Смоктуновский и Янковский, так…

    3. Сюжет. Тут вообще «швах». Куда-то едут, зачем, к кому, какая цель? На «роад-муви» непохоже, на психологическую драму тоже не тянет. Триллер? Не страшно и не остросюжетно. Типа «арт-хаус»? Тогда снова мне непонятно, зачем тут приплетать реалистические картины. Ключевой момент фильма вообще удивляет. И что? Вез-вез отец сыновей и куда он их и зачем привез? Какая-то притча, понятная только Звягинцеву.

    Я большой поклонник фильмов Андрея Тарковского, но в каждой его картине есть свой глубокий смысл, свой не всегда понятный обывателю кино-язык, атмосфера погружения, своя медитация. У Звягинцева это как в «Макдоналдсе» — упрощенно, плоско, аляповато, но с претензией на то, о чем я писал выше про Тарковского. Тогда вопрос — почему эти фильмы так ценят на фестивалях? И тут у меня только один ответ — более достойного в российском некоммерческом кинематографе не видят. Правда, это не значит, что ничего достойного нет. Просто, Звягинцев пока «в формате». Но за форматами лично я не вижу абсолютно ничего, этакая экспрессионистская картина с искусственной жизнью, которая при близком рассмотрении оказывается обычными мазками.

    2 января 2015 | 21:59

    В фильме три плана, плавно перетекающих друг в друга: психологический — об отношениях с отцом, символический — об отношениях с Законом, духовный — об отношениях с Богом.

    Если смотреть это кино с узко психологической точки зрения, то можно решить, что оно о насилии в семье. О травматическом эпизоде из жизни двух мальчишек-братьев, случившемся по недомыслию и недосмотру их матери, отпустившей детей неизвестно куда с малознакомым человеком. О жестоком обращении с ребенком. О том, каким не должен быть отец, потому что иначе случится трагедия, как в финале фильма. Был бы нормальным отцом — не произошло бы непоправимого. Возможно, кто-то, действительно, думает, что «Возвращение» об этом. Но, на мой взгляд, это совсем не так.

    Отец, сыгранный Лавроненко — единственно возможный Отец Закона, роль которого — отделить мальчика от «материнского тела», от безусловного, всепрощающего отношения, и ввести его в «мир иной», где каждый поступок влечет за собой неизбежные последствия, где существуют правила, которые нельзя нарушать, а если нарушил — будешь не прощен, а наказан, без вариантов. Просто потому, что человеком становится только тот, кто подчинился Закону. А он не принимает в расчет оправдания типа «я забыл», «не смог удержаться», «не подумал». Он и есть тот жесткий отец, о котором нельзя забывать.

    Настоящий, физический отец, показанный в фильме, дает первый опыт этого нового отношения, но жесткость его не абсолютна, как у безличного Закона — она на каждом шагу смягчается любовью, и этим оправдана. В кафе, где Ваня начинает бунтовать, никакой расправы не следует — папа находит гибкое решение. Дальше он проявляет себя как живой, чувствительный человек, все-таки возвращая мальчишек из автобуса, после того, как Иван бросает ему в лицо обидные слова обиженного ребенка. Он не издевается над младшим, когда тот трусит забираться на вышку, и не заставляет его лезть насильно. Он отпускает сыновей одних на лодке удить рыбу, видя, как им хочется, хотя уже пора уезжать. И наконец, когда они опаздывают на три (!) часа, он не устраивает им показательную порку (а такой мог бы!), а, явно сдерживая себя, отвешивает старшему несколько пощечин.

    Все, что происходит вслед за этим — реакция детей, поведение отца в ответ на их реакцию, и трагическая развязка — неожиданно и внезапно. Опять же, узко психологически можно было бы возразить режиссеру, потребовать другого финала, где отец либо вообще не гонится за Ваней, либо не лезет на рожон и оставляет ребенка в покое, когда тот его просит. Символически же финал может быть только таким. Потому что настоящей близости с родителями мы достигаем через идентификацию с ними, которая становится возможной только после их утраты. Именно символической утраты, не буквальной, когда мы взрослеем, отделяемся, освобождаемся от их непосредственной власти, теряем необходимость бунтовать и вдруг… обнаруживаем, что говорим со своими детьми их языком, теми самыми словами, которыми они воспитывали нас: «Ручками, ручками…» Так парадоксально устроен человек, что подлинная близость с родителем достигается, когда воевать больше не с кем. Тогда-то и обнаруживается, что родительские правила и требования больше не снаружи — они теперь навсегда внутри. Звягинцев делает эту утрату реальной, материальной и, действительно, травматической, но взросление никогда не бывает легким и всегда сопровождается чувством вины, осознанным или неосознанным ощущением, что, «вылетая из гнезда», мы убиваем тех, кто дал нам жизнь…

    Почему отец дан как Бог? Потому что, как и Бог, он является предметом веры, а не доказательства. Кто является детям матерью, легко определяется через тело (беременность и роды), а отец может только поверить, что это — его дети, так же, как и дети, могут только поверить матери, что это — их отец.

    10 из 10

    28 декабря 2015 | 22:06

    Знать не можешь
    Доли своей:
    Может, крылья сложишь
    Посреди степей.


    Чем дальше я смотрел этот фильм, тем больше мне хотелось написать к нему свой отзыв. И чем дальше я печатал текст, тем больше мне хотелось уделить внимание деталям, которых, несмотря на особую незамысловатость сюжета и простоту изложения, предостаточно. Чего только стоит привязанная к берегу острова лодка и непривязанная лодка с Отцом потом…

    Все начиналось с беззаботного воскресения. Потом как гром среди ясного неба появился Отец. У него, как и у Мамы, нет имени. После дальней дороги он первым делом высыпается, затем садится за общий стол, всем наливает вина и только после этого произносит: «Ну, здравствуй». Немногословность, хмурость и всеобщая безропотность.

    Старший сын Андрей (Владимир Гарин) быстро подстраивается под человека, которого помнит только благодаря запылившейся фотографии, и, уступая, все время пытается найти с ним общий язык. Немного ранее, подчиняясь мнению большинства своих сверстников, он не заступился за младшего брата Ивана (Иван Добронравов), называя его трусом.

    Младший сын после ряда неожиданных для него поступков отца в разных ситуациях начинает бунтовать, по-детски упрямясь, сопротивляясь в меру своих детских возможностей, но приходит время — и он берется за нож, собираясь защищать себя и брата. Трус ли?

    И конечно же он — суровый, жесткий, временами жестокий, Отец (Константин Лавроненко). Роль отца всегда была неоднозначной в жизни любого ребенка. Хватит ли сил у детей назвать чужого, по сути, человека отцом. Боже, как неестественно звучит это слово, особенно когда это слово требуют говорить. «Папа». Он разговаривает мало, просто, отстраненно, за хамство и непослушание готов дать и таки дает тумаков, иногда создается впечатление, что он просто отдает команды, но в некоторых эпизодах я почему-то слышал от него и сострадание, и заботу, и затравленную жизнью доброту.

    Эх дороги, пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян…

    Поездка на остров с мальчиками не была запланированной. Вначале Отец отправляет детей обратно домой, но дерзость младшего заставляет его сменить решение. Почему бы их действительно не взять с собой — ведь это прекрасная возможность побыть вместе.

    Чему еще во время дороги, кроме как натягивать палатку, вытаскивать из болота машину или смолить лодку, смог научить отец за эти несколько дней?

    Возможно, ответственности — «Не сваливай вину на другого, часы были у тебя». Старший отвечает за младшего. Возможно, необходимости объяснять и отвечать не только за свои поступки, но и за их последствия. Возможно, находчивости — «И из чего я буду есть, сын? Ну ладно, я покажу тебе, как вырезать миску из березы. Я тебя научу». И еще многому другому.

    Мужчина должен уметь ориентироваться во времени и в пространстве, в любую погоду, уметь постоять за себя и за брата, быть готовым к любым невзгодам и к любым обстоятельствам, уметь преодолеть боль и усталость. У Мамы перед детьми другие задачи. Фраза Отца «У вас нет кулаков» — возможно ключевая в этом фильме. Мальчику суждено стать мужчиной.

    И все-таки кто, когда и куда возвращался, и уходил ли?)

    Отменный фильм, отменная игра актеров, отменный осадок.

    14 июня 2013 | 03:16

    Публика настолько привыкла к попсовым шаблонам в кинематографе, что многие просто не воспринимают то, что выпадает из привычного ряда. Одни видят только отца преступника, другие — пропаганду алкоголя. Фильм совсем не об этом. Отзывы о фильме показывают глубину восприятия и духовного развития человека.

    Возвращение — это история о жизни, о НАСТОЯЩЕЙ жизни, автор ничего не выдумал, просто сумел отсечь все лишнее и ненужное.

    Очень благодарен создателям, фильм по-настоящему цепляет и заставляет задуматься.

    12 апреля 2009 | 14:56

    Эту картину я посмотрел после Коктебели Алексея Попогребского, в которой так же демонстрируются отношения между отцом и сыном.

    Возвращение. Именно так и, на мой взгляд, правильно называется эта лента. Не вольно задаешься вопросом кого? Отца по прошествии 12 лет, либо детей спустя неделю домой. Главное конечным пунктом является дом — семья. Этот фильм как ни какой другой хорошо показывает не умение и не желание главы семьи воспитывать своих сыновей. Уехать на 12 лет, бросить детей, вернуться как ни в чем не бывало и требовать от них принятия серьезных решений. Они не готовы и это хорошо демонстрируется в начале фильма: боязнь прыгнуть с вышки. Мать не смогла воспитать в своих детях мужского характера в силу слепой материнской любви.

    Можно сказать, что фильм беден актерским составом, адинамичен, много немых и непонятных сцен. А нужна ли суета, динамика событий? Нет. Есть факт: отец, бросил семью на произвол судьбы! Затем он возвращается, увозит детей непонятно с какой целью и ведет себя так будто Иван с Андреем ему чем-то обязаны. Но обязаны ли они? Функция отца это далеко не только зачатие, это участие в становлении личности сыновей и помощь в осознании себя мужчиной. Думаю он это понимает, но боится показать свою ошибку. Могу сказать лишь одно посмотрите как кардинально к концу фильма меняются характеры ребят.

    Порой одной недели хватает, чтобы полностью изменить личность человека, но какой ценой.

    28 июня 2010 | 01:54

    Этот фильм прошел бы мимо меня незамеченным, так же, как и большинство фильмов современного «отечественного» кинематографа. Обратил на него мое внимание мой друг и за это ему большое СПАСИБО! Спасибо за отличный фильм, посмотрев который, веришь, что у нашего кино все таки есть будущее!

    После просмотра фильма задумываешься о том, как важно, не потерять связи со своими детьми, как важно быть рядом, чтобы все успеть! Фильм о сложных отношениях двух сыновей и отца, который отсутствовал 12 лет и появился лишь на неделю, которая, навсегда изменит жизнь его и детей.

    Соглашусь с теми, кто написал, что фильм производит большее впечатление на людей выросших без отца. Ведь согласитесь, трудно принять человека, который отсутствовал в твоей жизни долгих 12 лет, а за тем ворвался в твою жизнь и при этом так жестко, доказывает свои права отцовства. Обида, это то, от чего всем нам так трудно избавиться. И не важно, какие причины не давали ему общаться со своими сыновьями так долго. Здесь нет оправданий, и не может быть искупления, а если может, то какова его цена…?

    Этот фильм безусловно достоин всех наград, которые он получил и получил заслуженно. Очень жаль Владимира Гарина (Андрей), который погиб после съемок этого фильма.

    Обязательно посмотрю еще одну работу Андрея Звягинцева «Изгнание», которая получила также не мало номинаций и наград на кинофестивалях.

    9 ставлю, лишь потому, что он не поверг меня в «шок», как «Остров» Павла Лунгина, хотя сравнивать их вообще нельзя.

    9 из 10

    16 сентября 2010 | 13:12

    Звягинцев — настоящий творец, которому невмоготу заниматься пустым копированием. Он не принимает существующую реальность и не ищет чужих, но с нуля создает свою собственную, намеренно схематичную и максимально условную. Ваяет красивую клетку, в которую запускает своих подопытных подопечных — персонажей, чьи роли четко обозначены и на первый взгляд предельно понятны. Герои картины — своего рода функции, взаимодействующие друг с другом и окружающей действительностью, повинуясь четкому поведенческому алгоритму, который, однако, завуалирован так виртуозно, что сходу заметить его существование довольно непросто. «Возвращение» стало визитной карточкой режиссера. Это апофеоз его индивидуального стиля — подобную же пейзажность и натюрмортность зритель чуть позже увидит в «Изгнании», выхолощенный бытовой реализм — в «Елене».

    Автономность и схематизм созданной Звягинцевым реальности доведены до предела, даже номера на отцовской машине — старого образца, без указания региона. Не имея привязки к каким-то привычным местам и узнаваемому окружению, зритель будто попадает в параллельный мир. Локации фильма практически безлюдны, а в немногочисленных эпизодических персонажах жизни теплится не больше, чем в компьютерных пешеходах на улицах ГТА-шного Либерти-Сити. «Возвращение» — фильм, из которого будто высосан воздух. В мире Звягинцева царит вакуум, смачно приправленный повсеместным аскетизмом.

    Во всем этом антураже режиссер, дергая за ниточки своих героев-марионеток, разыгрывает притчу на извечную тему отцов и детей в контексте общечеловеческих моральных ценностей, раскрывая ее в самых разных аспектах — философском, педагогическом, житейском, религиозном и даже эзотерическом. Причем история о блудном отце и его сыновьях — история исключительно мужских характеров и судеб. Матери режиссер оставляет лишь пару минут экранного времени в начале картины, а дальше начинается разговор по-мужски, в котором игра в «дочки-матери» оказывается неуместной. Сугубо патриархальные принципы новоиспеченного папаши становятся лакмусовой бумажкой для характеров двух таких разных сыновей. Благоговейное детское подобострастие старшего контрастирует с дерзким бунтарством младшего. В Андрее сильнее жажда отцовского внимания, а в Иване — горечь обиды за 12 лет отцовского отсутствия.

    Отец, не теряя времени, сразу же приглашает сыновей в поход к водопадам. Однако очень скоро становится ясно, что цель и смысл поездки — нечто гораздо большее, чем просто отдых на природе. Мы понимаем, что перед нами не просто роуд-муви, а философское размышление, в котором путешествие в пространное никуда обретает вид пути постижения некого тайного знания, которое, как кажется, должно открыться героям по прибытии в пункт назначения. Все, что происходит с героями и их бордовой «волгой» по дороге к чему-то важному, весьма символично отражает тернистость пути к взаимопониманию между строгим отцом и его отпрысками. Под конец Звягинцев и вовсе забрасывает своих героев на безлюдный остров, дабы максимально четко обозначить всю сакральность и обособленность последней стадии этого процесса.

    При всей сознательной искусственности атмосфера картины подкупает своим поэтично-мистическим пейзажным очарованием и бережным операторским отношением к красивым мелочам. Камера с неизменным постоянством то на живописный сельский вид как бы невзначай отъедет, то на каплях дождя, роем бьющихся об асфальт, притормозит, то летящими чайками полюбуется. А серо-голубой колорит фильма можно назвать стильным и уместным.

    Деталям в картине отведено особое внимание. Причем играют они не только на руку эстетическому своеобразию ленты, но порой и содержат в себе хитро замаскированные символы, аллюзии, ассоциации. Как, например, старая фотография счастливой семьи, спрятанная между книжных страниц, на одной из которых совсем не случайным образом оказывается иллюстрация к библейскому сюжету о жертвоприношении Авраама. Рука, заносящая нож над сыновней головой, и ангел, ее останавливающий, — своего рода «пасхалка», полемизирующая с событиями фильма и, видимо, отсылающая нас к первому варианту сценария, согласно которому герою Владимира Гарина было суждено утонуть.

    Об актерской игре много говорить не хочется. Образы отца, Андрея и Ивана смотрятся в полуфантастической звягинцевской реальности так органично и выразительно, что Лавроненко и его юных коллег можно только похвалить.

    Неожиданная и в чем-то даже нелепая развязка заставляет вмиг переосмыслить увиденное и воспринять его с иного ракурса. Тема сакральной жертвы будто выворачивается наизнанку, сюжетный клубок раскатывается довольно странным, извращенным и абсурдным образом. Оттого еще более дико осознавать безусловную логичность и притчевую справедливость такого исхода. Звягинцев приводит четкий алгоритм своего фильма к единственному возможному завершению, хладнокровно определяя цену истинного единения двух братьев.

    Пожалуй, одна из лучших картин, снятых в нашей стране после развала СССР. Звягинцеву удалось наделить невероятной энергетикой и оживить кино, которое намеренно создавалось мертвым.

    P. S. Есть какая-то необъяснимая магия в этом фильме. В фильме, в котором столь важной становится символика воды, ассоциирующейся с процессом духовного очищения и перехода в новые состояния. Той самой воды, которая унесла жизнь молодого и талантливого Володи Гарина через несколько месяцев после съемок «Возвращения».

    3 мая 2012 | 21:50

    Это один из любимых фильмов. Есть фильмы, которые нравятся женщинам — «Унесенные ветром», «Дневник Бриджит Джонс». Есть те, которые нравятся мужчинам — «Крестный отец», «Звездные войны» и др.

    А этот фильм нравится тем, кто понимает, что такое вырасти без отца. Отец может и присутствовать, но не воспитывать и не заниматься ребенком. Но когда это начинает делать, у ребенка возникают вопросы. А почему только сейчас? А где ты был раньше? И эти вопросы обычно остаются без ответа.

    История фильма банальна. Но, идея, как её показал Звягинцев, достойна аплодисментов. Операторская работы фантастична. Такие кадры, просто нет слов, одни эмоции. Ну, и, конечно, актеры. Могу сказать только одно — молодцы.

    10 из 10.

    20 августа 2007 | 23:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    книга, 1516 руб.
    подробнее

    Новости


    Американский прокатчик Gravitas Ventures, предоставляющий фильмы для показа в стрим-сервисе Hulu, прервал контракт с российской компанией «Роскино» на год раньше, ссылаясь на плохую финансовую отдачу от фильмов. При этом классика русскоязычного кино и популярные фильмы, снятые в СССР и России, остались в библиотеке сервиса. (...)
     
    все новости

    Интервью


    В отечественном прокате стартует картина „БездельникиАндрея Зайцева, вдохновленная ранним творчеством Виктора Цоя. КиноПоиск поговорил с режиссером о влиянии этого легендарного музыканта и о том, как фильм добирался до широких экранов... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    18 мая во всем мире отмечают День музеев. Возможно, кому-то кажется, что музейная жизнь скучна и некинематографична, но это вовсе не так. КиноПоиск опросил знакомых музейных работников и составил список фильмов, в которых фигурируют музеи и их сотрудники. Перечень получился внушительным. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    «Сталинград» собрал на старте 55 тысяч долларов в 50 британских кинотеатрах. В пятницу военная драма выходит в США эксклюзивным релизом на 300 кинотеатров в формате IMAX. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 341 282 042
    2.ВыжившийThe Revenant12 779 530
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens11 116 684
    4.И грянул штормThe Finest Hours10 288 932
    5.Миссия в МайамиRide Along 28 426 610
    29.01 — 31.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3372 163 725
    2.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa67 394 505
    3.5-я волнаThe 5th Wave53 525 214
    4.Статус: Свободен37 280 311
    5.ВыжившийThe Revenant35 685 759
    29.01 — 31.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 741 205299 536
    Деньги720 000 641 руб.82 623 719
    Цена билета262,66 руб.1,62
    29.01 — 31.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    225.Иваново детство8.077
    226.Холодное лето пятьдесят третьего...8.076
    227.Трасса 60Interstate 608.074
    228.Аты-баты, шли солдаты...8.073
    229.ВверхUp8.072
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Лига справедливости: Часть 2Justice League Part Two90.22%
    47.Другой мир: Следующее поколениеUnderworld 590.18%
    48.Охотники за привидениямиGhostbusters90.09%
    49.В поисках ДориFinding Dory89.95%
    50.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast89.87%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Вернись ко мнеCome Back to Me5
    ВидеодромVideodrome43
    Папе снова 1717 Again213
    Три мушкетера1
    Седьмая печатьDet sjunde inseglet55
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.806
    И грянул штормThe Finest Hours7.546
    30 свиданий6.169
    Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa6.641
    ВыжившийThe Revenant7.982
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ДэдпулDeadpool11.02
    В центре вниманияSpotlight11.02
    Лазурный берегBy the Sea11.02
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    премьеры