всё о любом фильме:

Возвращение

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийВладимир Моисеенко, Александр Новотоцкий
продюсерЭндрю Колтон, Елена Ковалева, Дмитрий Лесневский
операторМихаил Кричман
композиторАндрей Дергачев
художникЖанна Пахомова, Анна Бартули
монтажВладимир Могилевский
жанр триллер, драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$550 247
зрители
Италия  175.3 тыс.,    Франция  116.9 тыс.,    Испания  70.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время106 мин. / 01:46
В жизни двух братьев неожиданно возникает отец, знакомый им только по фотографии десятилетней давности. Появление странного, чужого для них человека переворачивает их жизнь, когда отец вырывает ребят из привычного существования в тихом родном городе и привозит на заброшенный остров…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
81 + 4 = 85
8.0
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снимали в Ленинградской области: в Выборге, Приозерске и Зеленогорске.
    Трейлер 02:04

    файл добавилFinePart

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Сенсационная победа фильма 39-летнего российского дебютанта Андрея Звягинцева на юбилейном, 60-м по счёту, Венецианском фестивале, где эта картина получила сразу два «Золотых льва» — в главном конкурсе и в соревновании первых работ, действительно свидетельствовала о возврате российского кинематографа в контекст формирующихся течений и направлений в мировом кино. В Венецию стремился попасть наш признанный режиссёр Вадим Абдрашитов с «Магнитными бурями», из-за чего предпочёл отказаться в мае от участия в престижной программе «Особый взгляд» в Канне. Но даже несмотря на пристрастия тогдашнего венецианского отборщика по Восточной Европе, известного немецкого киноведа Ханса-Иоахима Шлегеля, который ранее протежировал нашим лентам на Берлинском киносмотре, в том числе — и «Пьесе для пассажира» в 1995 году, новая работа Абдрашитова была знаменательно проигнорирована. Зато совершенно случайно в руки Морица де Хадельна, директора кинематографической Биеннале, попала видеокассета с «Возвращением», которое не только срочно отвоевали у Локарнского фестиваля, но и особо упомянули уже на предварительной пресс-конференции, где была объявлена венецианская кинопрограмма. Таким образом, никому не ведомый начинающий постановщик из России заранее оказался в предпочтительном положении. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 13478 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Двое братьев — Андрей и Иван — живут с матерью и бабушкой, где-то на побережье. Однажды, к ним приезжает отец, которого они не видели много лет и узнают только по фото. Человек этот мало говорит, ведет себя загадочно и властно. Во время ужина он предлагает Андрею и Ивану отправиться в поход; они собирают сумки, грузят в машину и отправляются в путешествие, в котором ближе узнают своего внезапно появившегося родителя…

    Некоторые картины появляются словно бы в нужное время и в нужном месте, чтобы наделать шуму по всему миру, и собрать множество самых разных кино-наград. Именно такая судьба постигла дебют Андрея Звягинцева. Видимо, некая тоскующая прослойка критиков и кинолюбителей была готова к появлению «Возвращения»; она взрастила за годы большущий ком ожидания, в котором перемешались все крупицы «недополученного» от других современных фильмов, а потому образец нового кино-языка: последовательного, созерцательного и лишенного вычурности, был принят с распростертыми объятиями. Все звезды сошлись как должно: и актерский состав, и замысел, и панорамы во многом экзотичной для иностранцев российской природы составили беспроигрышную комбинацию успеха. В итоге: пять призов Венецианского кинофестиваля, две премии «Золотой Орел», две премии «Ника», большое количество других призов и номинаций, а также признание в Мексике, Франции, Италии, Швеции Дании, везде-везде…

    Как мне видится, в возвращении говорится, прежде всего, о мужании и о том болезненном периоде в жизни каждого мальчишки, когда детство с его беспечностью и играми начинает выдавливаться огромной и мрачной тенью взрослой жизни, с ее необходимостью «быть мужчиной»: отвечать за свои слова, проявлять сдержанность, держать слово, нести ответственность за поступки и т. п. Гениальная эпоха (как называл детство Бруно Шульц) проходит, а эпоха новая излучает холод и враждебность. В этом смысле отец Андрея и Ивана, прошлое которого туманно, а настоящее загадочно, предстает некой полуабстрактной неизбежностью такой метаморфозы. Он словно приходит, чтобы озвучить им новые правила игры, уже более серьезные, рискованные, безапелляционные. А мальчишки представляют два отношения к этой необходимости взрослеть: смиренное и гибкое (в случае старшего брата Андрея), и строптивое, не желающее перемен и развенчания детства (в случае Ивана).

    Больше всего в «Возвращении» импонирует его камерность, безлюдность, бесшумность… Из каждой сцены выхолощено все лишнее, — отвергнута традиция расстановки статистов для вящей правдоподобности, а потому герои как бы повисают то и дело в универсальном пространстве, и все их слова и поступки, таким образом, также приобретают универсальные черты, сгущаются до притчи. На ум тут же приходят картины Коэнов, Джармуша, Виктора Эрисе. Радостно также и то, что Звягинцев, несмотря на дебют, сравнительную молодость, и явную любовь к западным традициям авторского кино, не стал усложнять «форму». Классическая операторская работа, аккуратная пошаговая съемка, с общими планами в начале и конце отдельных сцен, но в то же время и легкая нота своего почерка: в фильме, нарочно или не нарочно, достигнут эффект некой непреклонной воли природы, которая, то и дело, перемешивает чувства героев в своих мощных потоках. Она могущественна и деспотична, и если можно говорить о нарицательном смысле происходящих между отцом и сыновьями отношений, то эффект достигнут во многом благодаря этому завораживающему, языческому фону. Прибавьте мрачноватые краски в целом всего фильма, и эмбиентные мотивы в духе Итана Роуза, и вы получите то что нужно, — картину, которую смотришь не отрываясь: одновременно отдыхая, размышляя и позволяя настроению картины пронизывать себя словно лучами.

    Отдельно хочется отметить актеров. Владимир Гарин и Иван Добронравов играют не по годам убедительно, а Константин Лавроненко, вообще, кажется, предназначен для роли Отца: настолько хорошо ему удается передать эту непроницаемую загадочность, оставив только едва уловимую трагическую малость во взгляде; голос его невозмутим и непреклонен одновременно, а во всем что он делает, проступают очертания драматической, одинокой судьбы, пребывающей во власти какого-то кочевнического духа — равно не готовой принять и дарить любовь.

    Конечно, есть в «Возвращении» некоторые шероховатости и нестыковки, для дебюта вполне естественные. Например, определенная механистичность эмоционального фона, вообще для хорошего русского кино обычно несвойственная… но даже это, с учетом общей стилистики можно оправдать. Другое дело, причины, следствия, мотивация поступков и т. п. Я, так и не смог объяснить самому себе, почему в Отце перемешаны жесткость с откровенной жестокостью/самодурством и едва ли не сентиментальностью, которая вдруг проявляется в ключевой сцене. Такие смешения, как мне кажется, вносят неоправданную путаницу, и показывают что авторы не вполне понимали персонажа и его побудительные мотивы. Также, есть ощущение, что в отдельных сценах недостаточно хорошо были продуманы ракурсы, не все выжали в плане монтажа и подачи событий. Но это только шероховатости — общего впечатления они не умаляют.

    В целом же, «Возвращение» произвело сильное впечатление. Андрей Звягинцев сумел взять от русской действительности что-то присущее только ей, выбрал благодатную тему, и создал из этого замечательное в своем роде творение, без приевшегося уже заигрывания с камерой и композицией, без претенциозного глубокомыслия и без опрокидывания в «очевидности», когда в финале весь замысел планомерно озвучивается героями. Это кино очень высокой пробы.

    8 из 10

    21 апреля 2014 | 15:58

    Когда-то была одна известная поэтесса. Стихи её были полны символов и метафор. Не знаю, чем покоряла она своих поклонников и поклонниц, но меня всегда отталкивала её манера читать со сцены. Голос её звучал вычурно, манерно, с придыханиями и завываниями. Один пародист про неё написал в пародии так:

    Она читала — я внимал
    То с восхищеньем, то с тоскою.
    Нет, смысла я не понимал,
    Но впечатленье колдовское.

    Вот это «колдовское впечатленье» я и вспомнил, просмотрев фильм «Возвращение». Завораживающие съёмки, ракурс кадра, манера оператора, цветовое решение. Выше всяких похвал игра детей. Действительно, не веришь своим глазам, глядя, как играет совсем юный, подросток (Ваня — Иван Добронравов). Собственно, он и не играет — он живёт этой предложенной жизнью в этих предложенных обстоятельствах (а оператор с камерой, будто подглядел, как бы случайно оказавшись рядом). Его лицо, его мимика, его движения, жесты, манеры — всё натурально. Не меньшее впечатление производит и его брат Андрей (Владимир Гарин). И хотя его персонаж, по сюжету, более конформичен, но это нисколько не умаляет выразительности образа. Достаточно послушать, как он говорит, интонацию его речи — никакой наигранности. Это удивительно — каким чудом режиссёр (вот уж воистину режиссёр) сумел объединить и вдохновить юных артистов на создание таких образов. Конечно, нельзя не отозваться положительно и о работе профессионального и опытного артиста (Отец — Константин Лавроненко), хотя, как я понимаю, эта роль не требовала он него как от профессионала какого-то особого мастерства. Тем не менее роль исполнена хорошо.

    А что же нехорошо?
    Признаюсь, я не понял — а в чём смысл?
    Попробую догадаться.

    Судя по сохранившимся старым фотографиям (фотографировал жену с маленькими детьми, полагаю, счастливый отец), была вполне благополучная семья. Затем отец пропал на 12 лет. Где он был? В местах не столь отдаленных? Логично предположить, что он отсидел. (Как говорится, судя по замашкам, вроде бы фраер, но не фраер — это точно). Правда, ничто в фильме это не подтверждает. Тюремным духом от него несёт только в общении с детьми. А так — обыкновенный мужчина. Куда-то едет на машине по делам или на рыбалку. С чего он на них, как с цепи, сорвался? Может, хочет, чтобы они выросли настоящими — в его понимании — мужчинами? Но если он обыкновенный, пусть и грубоватый мужик, то не будет, точно гестаповец, изводить ни в чём неповинных детей. И в чём масштаб вопроса? Едут на рыбалку, а по каждому пустяку — будь то тарелка супа, невымытая миска, буксующее колесо или пойманная рыба — целая мировая трагедия, доходящая до избиения детей до крови, до истерик, чуть не до ножевых схваток. Нормальный человек так не поступает. Если же это матёрый зек, неумело выражающий свои отцовские чувства, то что-то неправдоподобно по-макаренски концептуальный для такого подход — взять детей на неделю в дикую природу, чтобы научить навыкам выживания.

    Сравним две сценки. В этом фильме возьмём тот эпизод, где доведённый до истерики издёвками отца Иван, защищая брата, хватается за нож, затем в бессильном гневе бросает его и бежит от отца, а тот бежит за ним и вдогонку умиротворяет: «Ваня! Ваня!». И — другой эпизод — в фильме «Вор» (режиссёр Пaвeл Чухpaй), когда герой Машкова тискает свою гражданскую жену, а её маленький сын, не понимая, хватает нож: «Не тронь мамку!». И Вор даже заинтригован: закон зоны «взял нож — бей». Казалось бы, нелепый урок старого вора ребёнку-несмышлёнышу. Но он оправдан: я научу тебя быть таким, как я. Потому что этот малец для него — не объект педагогических экспериментов, а — и это закономерно — удобный инструмент его воровского ремесла.

    Чем оправдать перемены отцовских настроений — от злобных издёвок до жалобных просьб простить («Ваня! Ваня!»)? — мне непонятно. Ну, разве что перепадами настроений шизофреника. Но вроде бы в фильме не об этом.

    И что это за сцена на верхотуре маяка? Столько страстей, столько эмоций и надрыва — и всё вдруг прекратилось. А причиной — поломанная доска. Ну, разве будет нормальный человек на такой высоте лезть в обход люка, не будучи уверен в надёжности того, за что цепляется? Или нам хотели показать силу раскаяния отца? И что же помешало раскаянию? Пара ржавых гвоздей? Вот если бы гвозди были получше и доска не оторвалась, то их отношения сложились бы по-другому, да? В общем, как говорил в шутку Лев Толстой, Бонапарт проиграл битву под Москвой, потому что, говорят, у него был насморк; значит, спаситель России — французский интендант, подавший своему императору дырявые сапоги. Абсурд. И там, и тут.

    Если даже предположить, что Отец в фильме — это некий символ Учителя, Предка, Наставника, который посвящает юношей в мужчин, то, надо сказать, что не видно, чтобы этот Учитель чему-то путному мог научить.

    А какова в фильме роль матери? Зачем она вообще? Если она нормальная женщина и любящая мать, то как она отпустила детей одних с неадекватным человеком, не будучи уверена в их безопасности?

    И за всеми впечатлениями и ощущениями от происходящего в фильме хотелось бы ещё, чтобы можно было понять, откуда это взялось, зачем это делают и почему это происходит.

    В общем, больше вопросов, чем ответов.

    Наконец, об эпилоге.

    Что-то моду нынче взяли делать postscruptum. Иногда такое заключение фильма оправданно. В фильме «Елена» (того же Звягинцева) последний кадр (камера, как бы обобщая, удаляется): невинный ребёнок, лежащий на постели умерщвлённого олигарха — как знак того, кто теперь будет править бал.

    Но о чём в эпилоге «Возвращения» говорят фото двух веселящихся мальчишек в салоне автомобиля? Непонятно. О том, что до обряда инициации они были беззаботными, а после случившегося стали понимать трагичность бытия? Что раньше не знали, как подкопать буксующее колесо, а теперь стали по-мужски решительно брать на себя ответственность, затаскивая труп в лодку? Натянуто и надуманно.

    И, кроме того, нежизненно как-топоказаны события: человек ведь на иголка. Ведь тело (если это не аллегория) будут искать. Будут расследовать причины проиозошедшего. Но даже если тело утонувшего и не найдут, то всё произошедшее не может пройти бесследно для психики детей, для дальнешей их судьбы. И для их матреи. Но в фильме об этом — ни полслова. Нежизненно как-то.

    В общем, как я понимаю, дискомфорт у меня после просмотра этого фильма оттого, что творческие силы, задействованные в картине, оказались более значительными, чем мысли, ради которых они были привлечены.

    13 апреля 2013 | 22:49

    Честный, настоящий, пробирающий до косточек, сильный, приковывающий, выворачивающий наизнанку.
    Любимый.

    Впервые увидев фильм, я думала и прокручивала все в голове еще долгое время. Как же все-таки жестоко и безумно он снят. Как же все-таки знакомо, близко и больно.

    Наивно, агрессивно, капризно, максималистически, по-детски, в надежде.

    Возвращение.
    Спокойно, по-другому, опытнее, старше, мудрее, смиреннее.

    Сумасшедший сюжет, на редкость точное название.
    Этот фильм сложно и не стоит обсуждать. Его надо видеть, для смелых и травмированных — чувствовать.

    10

    за то, что останется в голове и душе совсем не на пару часов.

    6 марта 2009 | 01:40

    На протяжении нескольких лет этот фильм был моим самым любимым, да и сейчас таковым остается. Купила его в двух дисках, и первую часть заиграла до дыр — ставила ее просто как фон для работы, особенно если нужно было сосредоточиться и вдохновиться для написания статьи, как-то духовно очиститься. Музыка в фильме особенная, магнетическая, завораживающая. И художественная стилистика в целом невыразимо притягательная: эти холодные сине-стальные тона, это обилие неба, воды, воздуха…

    Фильм помог мне понять одну вещь, которую я без этой картины, наверное, никогда бы и не постигла: жестокость может быть оборотной стороной любви. И любовь материнская и отцовская — это две совершенно разные стихии. Причем ребенку обязательно нужны они обе — иначе ему не дано понять в этой жизни и в себе чего-то очень важного.

    «Побочное действие» этого фильма: я стала фанатичной поклонницей творчества Константина Лавроненко, сыгравшего в «Возвращении» отца.

    Мой оценка фильма: 10 из 10. Если бы можно было, поставила бы 100 из 100.

    18 июля 2010 | 19:16

    Это один из самых лучших фильмов отечественного кинематографа!Игра, бесподобно подобранных актеров, та среда которая и отделяет реальный жестокий мир от красочных картинок подчеркивают право называть этот фильм «Шедевром»!

    Прибыв после 12 летнего периода, отец 2-х мальчиков Андрея и Ивана, хочет восполнить утраченное — дать им отцовское воспитание. Но примут ли они его?

    Мы наблюдаем из этой картины расположенность Андрея к отцу, и отвержение его Иваном. Почему? Да это очевидно из-за того, что парни были воспитаны нежностью, добротой и лаской т. е. что дает каждая любящая мать ребенку. Но им никогда не приходилось испытывать такой напор и жесткость настоящего мужчины. И мы наблюдаем за отчаянными попытками противостоять любящему отцу, который хочет пробудить в парнях стойкость, мужественность и другие качества характерные для настоящего мужчины. Но стоило ли быть таким суровым, по отношению к сыновьям, которых ты не видел 12 лет, и рассчитывать на полное признание и понимание своих детей.

    Все воспитание складывается с детства. Родители передают часть своего характера детям, те, в свою очередь, довольно быстро привыкают к нему. И я считаю невозможно превратиться из «маменькиного сыночка» в «железного человека» даже за всю жизнь, если все свое детство ты был под всевидящем материнским оком. Это дает задуматься о том, что характер ребенка нужно закалять гармонией «маменькиного сыночка» и «железного человека».

    Актеры сыграли на 5+, Сюжет 5+! Спасибо за фильм. И действительно отсутствие музыки подчеркивает реальность и трагичность данной картины!

    10 из 10

    10 февраля 2010 | 01:36

    Да, я уверен в том, что этот фильм заслужил так много позитивных оценок именно из-за долгого отсутствия на широких экранах постсоветского пространства подобных простых нравоучительных историй о сложностях взаимоотношений между родителями и детьми, которые рассказываются режиссером очень неторопливо, без ярких красок и движений сюжета, и обязательно на фоне многозначительных замираний камеры на красотах родной природы. А, как известно, на безрыбье и рак — рыба. То есть Звягинцев со своим фильмом оказался в нужное время в нужном месте.

    Справедливости ради, надо сказать, что фильм снят в целом добротно. Однако режиссер уж слишком увлекся псевдо-притчевостью своего повествования, заставив зрителя бОльшую часть фильма просто наблюдать за автопутешествием трех людей в старой Волге по русскому бездорожью. При этом герои проезжают очень безлюдные места, да и общаются между собой в основном какими-то окриками да подзатыльниками. То есть диалоговая часть фильма сведена к минимуму.

    Персонаж отца можно было бы сделать и поинтереснее: он слишком предсказуем, немногословен и примитивен, что к концу фильма начинает порядком раздражать.

    Музыка к фильму, созданная в некоем медитативно-восточном стиле, абсолютно не подходит к тому, что происходит на экране.
    Фильм абсолютно не зацепил.

    6 из 10

    17 сентября 2008 | 00:52

    Это просто невероятно, насколько депрессивное кино, без капли удачи или шанса на успех. Данная картина должна послужить примеру всем последующим создателям такого жанра как драма.

    Композиционно фильм снят на «голливудской» операторской работе, с элементами депрессивной музыки. Игра актеров настолько сильна, что так и не понимаешь, это фильм или настоящая история из жизни.

    Я резко изменил свое мнение об отечественном кино, а ведь мы может создавать хорошие фильмы, которые смогли бы удивить весь мир, а не нашу страну.

    10 из 10

    3 июля 2007 | 21:33

    Правила игры задаются с первых кадров — Библия, «Тайная вечеря», «Мертвый Христос» сразу же говорят о том, что мы смотрим не социальное кино об отношении отцов и детей.

    Мы созерцаем природные виды невероятной красоты — море, леса, поля. В фильме ни разу не встречается мусор на улицах. Видно, что съемочная группа постаралась на славу.

    Мир фильма находится вне времени и пространства. Порой создается впечатление современности, порой недавнего советского прошлого. Если очень постараться, то в «Возвращении» можно отыскать детали, которые сломают обе версии, так как мы находимся за пределами времени. Место определить несложно — это Ленинградская область, но опять-же вдоль дорог нет мусора, так как мы находимся вне определенного пространства. Дети спят при свете дня, что, конечно, можно объяснить белыми ночами. Но пустынные улицы окончательно рушат границы между сном и явью, напоминая сны из фильмов Бергмана. Фотография, найденная в бардачке в финале фильма, опять-же намекает на параллельные реальности.

    У этой картины просто не может быть другого названия, кроме как «Возвращение». Если у Достоевского в «Братьях Карамазовых» обыгрывается возвращение Иисуса Христа во времена средневековой инквизиции, то у Звягинцева рассматривается возможность возвращения мессии в наше время. Но об этом позже.

    Одна из важнейших ступеней в создании атмосферы фильма — музыка молодого композитора Андрея Дергачева, написанная в стиле ambient с использованием дудука, армянского музыкального инструмента, чье звучание, наверное, сильнее всего приближает нас к вибрациям Высшего Сознания.

    Фильм наполнен культурными ссылками, буквально смешан из них. При этом ни одна из ссылок в мире «Возвращения» не противоречит другой на смысловом уровне. Например, мама, в сцене, когда ребята прибежали жаловаться друг на друга, невероятно напоминает маму из «Зеркала» Тарковского, которая все-же дождалась мужа. «Тихо, я сказала, отец спит». При этом одного из детей зовут Андрей. Следует сказать, что весь фильм, а не отдельные его эпизоды, передает привет Тарковскому. Манера съемок, длинные планы, шумовые эффекты — все это, как и многое другое, говорит о том, что Звягинцев в своем творчестве развивает идеи великого режиссера.

    Из других культурных ссылок, мы видим картины «Мертвый Христос» Андреа Мантеньи и «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи, открываем Библию на странице «Авраам приносит в жертву Исаака», находим в фильме отсылки к Достоевскому, слышим музыку Моцарта и т. д.

    Иван — младший из двух братьев. Его имя опять же взято из «Братьев Карамазовых», где Иван, один из трех братьев, который отвергает Бога и сочиняет «Легенду о Великом инквизиторе». Инквизитор говорит Христу:

    «Зачем ты пришел нам мешать? Ибо ты пришел нам мешать и сам это знаешь.»

    А вот, что говорит Иван отцу в машине

    «Скажи, зачем ты приехал? Зачем? Зачем взял нас с собой? Мы тебе не нужны. Нам было хорошо без тебя.»

    Прыжок в воду для Ивана, его непреодолимая высота, сравнивается с неспособностью принять Отца, что делает Андрей, который без раздумий и прыгает в воду и пускает Отца в свое сердце. Иван не говорит «Папа», он начинает бунтовать:

    «Папа сказал? А я щас хочу»
    «Я не хочу есть. Перехотел.

    «- Да.
    - Да, папа.
    - Да!»

    Его конфликт с отцом равномерно идет к кульминации в сцене после рыбалки на лодке, когда он вновь говорит устами Ивана Карамазова:

    «Я бы мог тебя любить, если бы ты бал другим, но ты хуже всех! Я ненавижу тебя! Не смей мучать нас! Ты никто! Понял, ты никто!»

    Андрей — старший брат, который принял Отца сразу-же: «Здравствуй, папа». Мы замечаем разительную перемену в Андрее, после сцены на вышке, когда он превращается в отца, а Иван, наоборот, теряется и становится беспомощным. Так и в жизни — те, кто на поверхности кажутся сильными, встретив реальные трудности, теряются, а те, кто держат свою силу внутри, в трудный момент освобождают ее. Перед лицом смерти все проявляет свою истинную сущность. И то, что мы привыкли почитать за силу, на самом деле является слабостью.

    Полна мистических параллелей с фильмом смерть молодого актера Володи Гарина, исполнившего роль Андрея. В ночь с 24 на 25 июня 2003 года за 2 месяца до мировой премьеры фильма он погиб, купаясь в Осиновецком озере под посёлком Сосново в Ленинградской области.

    Отец возникает в фильме неожиданно. Он появляется непонятно откуда и исчезает непонятно куда. Через культурные ссылки и символические намеки, мы понимаем, что на экзистенциальном плане Отец — это Иисус Христос, Господь, вернувшийся на землю к своим детям.

    Выражается он просто и лаконично: «Называй меня отцом, как положено сыну». «Ешь этот хлеб». С детьми он груб и требователен. Мало того, режиссер последовательно настраивает зрителя против него, что, по-моему, является неким его испытанием. Мнение, оставшееся после просмотра фильма об отце, очень много скажет о самом зрителе. Не случайно Оскар Уайльд говорил, что «Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь»

    Отец, словно дзенский монах, учит своих детей через действие. Это выглядит как жестокость, но нравоучение на словах всегда остается теорией, а обучение через действие становится опытом. Отец прекрасно понимает, что настанет время, когда его уже не будет рядом. В пути на остров он заставляет их грести на лодке. В пути обратно, они это делают уже без трудностей. С каким спокойствием он выходит из магазина, когда малолетний гопник убегает с его кошельком.

    - Догони их, папа!
    - Ты сам не можешь этого сделать?

    или

    - Ты же все видел в окно, почему ты не вышел?
    - Я разговаривал по телефону.

    Здесь же «ручками, ручками». Многое из того, чему он обучил своих детей, сразу становится нужным, когда он погибает.

    Стихийным элементом этого фильма, безусловно, является вода. Она присутствует повсюду, как в фильмах Тарковского, создавая ощущение проникновения запредельного в мирскую реальность. Вода, в мире «Возвращения», это Создатель. Даже дорога, по которой путешествует машина героев, часто облита водой.

    Дни недели, показанные в фильме от понедельника до субботы также имеют символическое значение. Отец погиб в пятницу, в пятницу распяли Христа. Фильм заканчивается субботой, за которой должно следовать Воскресение.

    «Возвращение» настолько гениально, что каждый диалог или действие в нем проработано до деталей. Нет сцены, не имеющей символического значения. История возвращения отработана до мелочей, все взаимосвязано, эстетика и глубина фильма создают целый мир из которого не хочется возвращаться.

    10 из 10

    15 января 2014 | 20:47

    Фильм погружает в тревожное состояние с первых кадров, не покидает ощущение, что вот-вот должно произойти что-то нехорошее. Пустынные пространства холодных северных пейзажей, беспокойная водная стихия, почти осязаемые капли дождя и туман подчеркивают атмосферу рассеянной в воздухе беды, здесь пустота обладает как грозной, устрашающей силой, так и особой притягательностью, в нее хочется всматриваться, вглядываться в широкие, бесконечные горизонты в поисках чего-то невероятного, запредельного. Тревожное ожидание действительно себя оправдывает, но это происходит весьма неожиданным образом, который не предугадать.

    Эстетическая привлекательность картины обусловлена как изысканной северной красотой кадров серо-синей цветовой гаммы различных оттенков, философской глубиной и драматизмом, так и стилистически, минимализмом выразительных средств — замедленным ритмом, композицией кадра, в которой нет ничего лишнего, и скрытым смыслом. Фильм обладает особым магнетизмом, затягивая моментально и не отпуская до финальных титров.

    Весь фильм окутывает атмосфера недосказанности, неопределенности. У истории нет четких временных границ, и это словно погружает в другое измерение, находящиеся вне времени и пространства. У взрослых отсутствуют индивидуальные черты, нет узнаваемых стереотипов, бытового правдоподобия — чем достигается уровень обобщения, уход от конкретной житейской ситуации. Тема семьи рассматривается не на бытовом, а экзистенциальном, метафизическом уровне.

    После двенадцати лет отсутствия, в размеренную жизнь двух братьев неожиданно врывается отец, знакомый им лишь по фотографии десятилетней давности, нарушая своим появлением их привычное существование. Во время поездки мужественный, немногословный и строгий отец активно занимается их воспитанием, вернее, по-своему их любя, пытается навязать им свои правила и видение мира путем насилия. Откуда приходит отец и для чего он вернулся, для чего едет на остров и с кем разговаривает по телефону, обсуждая серьезные вопросы, режиссер сознательно не проясняет, впрочем, это не столь важно. Акцент поставлен на взаимоотношениях отца и детей, на столкновении характеров, обладающих одинаковой внутренней силой, и, наверное, потому так отторгающих друг друга — отца и младшего сына Ивана, который не спешит признать его отцом, и находится в этой оппозиции практически до конца. Многие вопросы в фильме остаются без ответа, как и вопрос Ивана: «Зачем мы тебе? Зачем ты взял нас с собой?». Отец на него не дает ответа, углубляя этим нарастающую неопределенность.

    Отец медленно уходит на дно холодного моря, оставляя детей одних в пустынных, бескрайних просторах северных пейзажей, где нет ни души, навсегда унося с собой вместе с сундучком и тайну личности, которая так и не успела раскрыться в полной мере. Отец погиб, поднимаясь вслед за сыном по вышке, чтобы перестать быть чужим и непонятым, но сорвался нее так и не сумев найти с ним общего языка. На той же вышке Иван избавляется от боязни высоты, обнаруживая, что переступил через свой страх и теперь может все. Эта вышка примиряет отца с детьми ценой смерти. Только после его гибели Иван и Андрей впервые искренне и пронзительно кричат «папа!», вдруг ощутив любовь к нему и признавая его своим отцом. Абсолютная внешняя пустота и холод пространства акцентируют внимание на внутренних проблемах и противоречиях героев.

    Фотографии в финале несут некую очистительную функцию, сменяя друг друга под звуки дождя. На них особенно заметен стремительный бег времени. Это то, что уже никогда не повторится, то мгновение, которое ушло навсегда, даже если снимок сделан только что. Жизнь утекает каждую секунду, еще совсем недавнее настоящее плавно, но быстро перетекает в прошлое. Остается лишь изображение этой ушедшей реальности, возможно, отражающее какие-то чувства, эмоции.

    Так и в фильме, с одной стороны показаны страдания ребят, довольно мрачное восприятие ими реальности, и с другой — улыбающиеся, радостные лица на снимках, выражающие, что внутри этих событий были и счастливые для мальчиков мгновения, открывающиеся лишь отстраненному взгляду и которые уже не вернуть.

    Но что касается драматургии, то она закручена вокруг ржавого гвоздя, который отца и погубил. Не будь его, не изменилось бы ровным счетом ничего, а это, конечно, слабовато.

    8 из 10

    10 сентября 2013 | 16:55

    Возвращение мне посоветовал посмотреть один из мастеров театрального искусства. Он не сказал мне ни про награды картины, ни про ее достижения. «Просто посмотри! Звягинцев — Тарковский современности».

    В киноленте читается невероятный почерк автора: от очень необычных ракурсов до красивейших пейзажных мест съемок. Так же очень идеален подбор актерского состава. Каждый знает свое место. На месте Лавроненко вообще, вряд ли кого-то можно другого представить. Но самое важное значение в картине занимает сюжет. Настолько неповторимый и непредсказуемый, что подобной драмы вроде и не раскрывалось никогда.

    Наверное сильной драму делает некий саспенс, вокруг героя Лавроненко, о котором мы ничего не узнали. И характер которого специально раскрыли только с плохой стороны. Тем не менее, зная, что персонаж поступает нехорошо, зритель переживает за него, полагая, что узнает его трагическую биографию. О чем говорит финальный момент. Это очень профессиональный ход режиссера, который редко увидишь.

    Зритель на протяжении всей ленты думает, и предполагает: «кто же он?», задавая себе вопрос, что и дети.

    Как же хотелось бы узнать, что в том ящике, ящике который топит вместе с лодкой Звягинцев.

    Возвращение — очень необычная история о взаимоотношениях отцов и сыновей. Одна из самых распространенных проблем за всю историю человечества.

    Достойная драма, достойный уровень Мирового кино

    9 из 10

    29 января 2011 | 18:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    саундтрек, 137 руб.
    подробнее

    Новости


    До американского проката наконец добрался «Морской бой» Питера Берга, до того бороздивший европейские широкие экраны. За ним идет резкий в плане шуток комедийный проект «Диктатор» с Сашей Бароном Коэном. За как раз более лояльный настрой отвечает романтическая картина «Чего ждать, когда ждешь ребенка», где задействован впечатляющий актерский ансамбль. (...)
     
    все новости

    Интервью


    В отечественном прокате стартует картина „БездельникиАндрея Зайцева, вдохновленная ранним творчеством Виктора Цоя. КиноПоиск поговорил с режиссером о влиянии этого легендарного музыканта и о том, как фильм добирался до широких экранов... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Недавно мы знакомили вас с молодыми российскими актрисами. Тем не менее в 2013-м грядет немало фильмов, в которых задействованы и подающие надежды актеры. Среди таких проектов «Метро» Антона Мегердичева и «Восьмерка» Алексея Учителя. КиноПоиск представляет вам тех молодых отечественных звезд в возрасте от 20 до 28 лет, которых нужно запомнить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    «Сталинград» собрал на старте 55 тысяч долларов в 50 британских кинотеатрах. В пятницу военная драма выходит в США эксклюзивным релизом на 300 кинотеатров в формате IMAX. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Скорый «Москва-Россия»82 459 240
    2.Реальная белкаThe Nut Job68 454 368
    3.ДивергентDivergent48 362 188
    4.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier34 532 969
    5.СаботажSabotage29 871 740
    17.04 — 20.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 545 426435 601
    Деньги384 650 042 руб.115 402 066
    Цена билета248,90 руб.3,52
    17.04 — 20.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    240.Рапунцель: Запутанная историяTangled8.086
    241.Брат 28.086
    242.ШрекShrek8.085
    243.РусалочкаThe Little Mermaid8.085
    244.Республика ШКИД8.085
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Все и сразу91.03%
    37.Маленькая большая девочкаLaggies90.95%
    38.Хоть раз в жизниBegin again90.81%
    39.Новый Человек-паук 3The Amazing Spider-Man 390.69%
    40.ПосвященныйThe Giver90.66%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Деньги на двоихTwo for the Money31
    АвгустAugust: Osage County104
    Красный жемчуг любви46
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 25
    Воровка книгThe Book Thief48
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job5.979
    Скорый «Москва-Россия»4.677
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 27.479
    СаботажSabotage5.748
    Газгольдер: Фильм
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin01.05
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past22.05
    премьеры