всё о любом фильме:

Великий мастер

Yi dai zong shi
год
страна
слоган«In Martial Arts there is no right or wrong, only the last man standing»
режиссерВонг Кар-Вай
сценарийВонг Кар-Вай, Цзинчжи Цзоу, Сюй Хаофэн
продюсерЙи Ва «Джеки» Пэнг, Вонг Кар-Вай, Вэй-Чунг Чан, ...
операторФилипп Ле Сурд
композиторНатэниел Мекали, Сигэру Умэбваяси
художникУильям Чанг, Альфред Яу, Тони Ау
монтажУильям Чанг, Хунг Пун
жанр боевик, драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Китай  7.71 млн,    США  810.8 тыс.,    Франция  293.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время123 мин. / 02:03
Номинации:
Основатель старейшей Школы боевых искусств намерен уйти на покой и передать дела достойному преемнику. Но самый лучший его ученик вынашивает куда более амбициозные планы — он намерен объединить все разрозненные школы в одну. С этой целью он вызывает на поединок лидера каждой школы и, одерживая победу раз за разом, объединяет все школы. Последней остается школа его умершего учителя, отстоять память которого на поединок выходит его дочь, тайно влюбленная в своего соперника…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.50 (19 325)
ожидание: 81% (4841)
Рейтинг кинокритиков
в мире
78%
93 + 27 = 120
6.6
в России
81%
17 + 4 = 21
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Для подготовки к своей роли Тони Люн Чу Вай тренировался в течение года по четыре часа в день.
    • Проект был анонсирован почти за 10 лет до его релиза. Такая задержка была вызвана бесконечным перфекционизмом режиссера Вонга Кар-Вая. За этот период было выпущено несколько фильмов об Ип Мане (наиболее известные из них — «Ип Ман», 2008, и «Ип Ман 2», 2010).
    • На монтаж фильма ушло более года, прежде чем режиссер Вонг Кар-Вай был удовлетворен.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1129 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сложно писать о фильме и не затронуть личные ощущения от просмотренного.

    Скажу только, что при просмотре надо вооружиться терпением и быть готовым к специфическому повествованию, характерному для любого режиссера азиатского происхождения, а для Вонга — в особенности. В этом ключе, пожалуй, фильм был для меня очень ожидаем, судя по рецензиям неспешность развития сюжета, постоянные лирические, и даже аллегорические отступления, мистическая атмосфера в большинстве сцен — это неповторимый стиль, который мне особенно нравится. Получается, что в какие-то моменты ты смотришь фильм, в какие-то — вслушиваешься в притчу или просто получаешь эстетическую реакцию от красивой картинки, а мысли о сюжете — они рождаются сами собой. И это здорово.

    За счет чего это достигается? Фильм, несмотря на масштабность описываемых событий (война с Японией, скитания, расставание с семьей героя) — звучит очень камерно. Натурных съемок почти нет, да и не понятно — натурные ли они. Пожалуй, только зимние сцены. Каждый кадр, что характерно и для китайского кино, живет своей жизнью, как постановочное фото. Лейтмотив фильма — это, кстати, тоже старые постановочные фото, которые негласно фиксируют ключевые моменты жизни. Если кто-то знаком с теорией монтажа, и психологической составляющей его приемов, знают какое сильное впечатление иногда рождают крупные планы, которые применены уместно. Вонг активно вводит гипер-крупный план (или деталь) одновременно со слоумоушеном. Так падают лепестки, частый акцент на руки персонажей, движение ступней, предметы. Все они задают атмосферу и тон в кадре, при этом не смотрятся нарочито. Да и деталь, как известно, служит самой лучшей перебивкой, позволяет зрителю не «сломаться» от быстрой сменой планов в боевке, и спокойно переключать внимание от одной сцены к другой. В этом плане многие знаковые события воспринимаешь через систему символов. Я не знакома с символикой, но сердцем понимаешь, что когда древко лишается флага, наверное, это признак чего-то дурного.

    Конечно, такой стиль повествования на зрителя с типичным европейским сознанием может вогнать в скуку. Возможно, должен быть какой-то опыт просмотра фильмов Вонга, чтобы ожидания не были завышенными, так как нет динамичного развития событий. Фльм даже мне, признаюсь, показался затянутым.

    Сразу оговорюсь, для тех, кто пеняет на то, что биография Ипа не является центральной в фильме, как я поняла, он даже в прокате не спроста носит название Великие мастера, давая понять, что автор хотел поведать о той среде, в которой сформировалась личность героя.

    Понравились бои, конечно, выше всяких похвал, хотя в некоторых местах создатели заметно переигрывали, добавляя сверхъестественных трюков (одного из основных персонажей ударом отбрасывает к вагону проходящего поезда, и он пропахав пару метров падает на платформу; смятые в лепешку повозки, множество устрашающих деталей).

    Понравилось, что сценаристы не стал эксплуатировать направо и налево тему встречи с Брюсом, она проходит просто как мимолетное воспоминание и сразу переходит в воспоминания Ипа о своих первых уроках.

    Очень органично, на мой взгляд, появляются вставки из хроник военного времен, а несколько компенсируют отсутствие натурных съемок и камерность всех сцен. При этом, сразу на ум приходит сравнение с другим фильмом про Ипа (Гонконг), в котором отсутствуют все вышеперечисленные особенности. Тот фильм тоже неплох, в нем события показаны скорее как хроника, в более привычном ключе, более спокойный и ненавязчивый.

    Игра актеров тоже воодушевляет, азиаты не переигрывают, поэтому основное настроение фильма — притча, легенда, — не ломается, сущность персонажей достраивается в сознании, ничто не мешает фантазии зрителя, для меня это, скорее, плюс.

    Действительно, получился бесценный подарок, как для любителей боевых искусств, так и для любителей стиля самого Вонга Карвая.

    21 июля 2013 | 17:06

    Для воплощения на экране очередного очерка о жизни великого учителя боевых искусств из Поднебесной Ип Мана гонконгский режиссер Вонг Кар-Вай собрал очень достойную команду мастеров. Визуально все происходящее завораживает. Разлетающиеся капли дождя эффектно сочетаются с отточенными ударами, стелящийся по земле снег будто продолжает линии грациозных движений соперников. Зритель погружается в непривычное для глаза костюмированное представление с красиво подобранным музыкальным рядом и декорациями о мастерах восточных единоборств.

    К сожалению, на этом мастерство закончилось.

    Сплетенная режиссером сюжетная мозаика рассыпалась на кусочки, повествование больше похоже на нарезку из кинохроник об истории и культуре Китая. Сложные сюжетные переплетения, излишек второстепенных героев (уже одного агента Гоминьдана хватит для такого впечатления) и их философских наставлений создают невыносимую перегрузку для воображения, что хочется побыстрее забыть обо всем происходящем.

    Все эстетически значимое в этом фильме поместилось в двух эпизодах драки под дождем в начале и на заснеженном перроне.

    «Великий мастер» — мрачная упадническая история о двух мастерах боевых искусств, мужчине и женщине, пронесших любовь к друг другу через всю жизнь, к сопереживанию которой нас подталкивают. Главным героям будто не до этого. Девушка Гонг Эр увлечена сохранением некоего дивного знания о 64 ладонях, а также местью к убийце отца. Герой Ип Ман после 40 лет безбедной жизни, «весны», бросив семью, привыкает к новой жизни в Гонконге. Время от них стремительно убегает.

    Занавес над «оперой жизни» опускается…

    14 марта 2014 | 01:00

    1937 год. В город Фошан прибывает непревзойдённый старенький мастер северных боевых искусств Гон Ютян. Он хочет уйти на покой и передать своё наследие самому сильному преемнику. Поэтому устраивает турнир, больше похожий на выяснение отношений, северное или южное кунг-фу сильнее. В единодушном порыве учителя разрозненных кунг-фу училищ представителем «южан» выбирают легендарного Ип Мана, не принадлежащего к какой-либо школе, но желающего объединить их все. Ему удаётся победить Ютяна, но дочка его, Гон Эр, не согласна, и вызывает Ип Мана на реванш. А там уж и японо-китайская война начинается…

    В медлительности, известному на поле мелодрам, гонконгскому режиссёру Вонгу Кар-Ваю не откажешь. Снимая без сценария, долгие годы он может просто тянуть время и нервы съёмочной группы (которая, правда, уже привыкла к такому графику), ожидая вдохновения на эпизод, а под конец взять, и весь фильм решить переснять. Вот и в этот раз, бросив клич о желании снять кино о боевых искусств (напомню, что прошлая его попытка от 1994 «Прах Времён» особого успеха не снискала), процесс затянулся на долгих шесть лет. Мало того, после представления готовой версии фильма, некоторые актёры обиделись, что очень многое с их участием повырезали. Поэтому фильм после этого ещё несколько раз перемонтировали. Пока его в очередной раз монтировали, одна из возможных финальных версий попала в сеть, и уже разочаровались фанаты Вонга, вылив на фильмец ушат помоев. А чего уж там они разочаровались, я не знаю. На проверку двинул сегодня после самоличного приезда режиссёра в Москву с финальной версией фильма, которая из «Великих мастеров» по ходу переименовалась в «Великого мастера».

    Начинается он реально как фильм про кунг-фу, (повторюсь) фантастически красиво снятый фильм про кунг-фу!, где Ип Ман в исполнении Тони Люнга очень напоминает помесь Фонга Фей Хунга с Томасом «Нео» Андерсоном, раскидывающим противников под проливным дождём, словно полчища агентов Смитов. Бои, к слову, ставил тот самый легендарный Юэнь Ву-Пинг («Матрица» «Крадущийся Тигр, Затаившийся Дракон»). И если уж говорить на чистоту, то к ним у меня больше всего претензий. Картинка, безусловно, превосходная, и вылизанная как яйца у котэ, но за всеми этими красивостями и монтажными склейками практически не видно самого «мяса». Шмяк — летит пятка в морду, кап — падает капелька крови в лужу, и т. д. Да одна единственная боевая сцена Мишель Йео с Чжан Цзыи в «Крадущемся тигре» делает в плане драйва весь данный фильм. Хотя в эффектности «Мастеру» не откажешь. Постоянный оператор Вонга, Кристофер Дойл, хоть и отделился, но заменивший его Филипп Ле Сурд справляется очень хорошо.

    Но перевалив за первые полчаса, традиционный «тыщ-тыщ»-боевик начинает трансформироваться во что-то более пространное и сложно сочинённое. Что и следовало, в общем-то, ожидать (в «Прахе» всё было не менее глубокомысленно). Начинается война, и всех героев, которыми фильм прям-таки оброс (одну линию я даже из виду упустил), обстоятельства раскидывают кого куда (кто предаёт, кто пытается обосноваться в новых условиях, а кто и счёты сводит). Практически начинается уже совсем другое кино, которое лично мне напомнило о давнем шедевре Бертолуччи «Последний император». Здесь также наступают неумолимые перемены, и если в самом начале ещё можно было понастальгировать по видеокассетным просмотрам «Однажды в Китае» и прочих монахах Шаолиня, с их традиционными палками, одёжками и косами (в меньшей степени), то далее обстановка вокруг героев стремительно меняется (военные 40-ые, послевоенные 50-е). С одеждой меняется и культура, и практически никому уже нет дела до всех этих боевых техник тай-чи и завоёванных титулов мастера всех времён. Древние традиции и искусство боя умирают вместе с их последними носителями, которые начинают уходить один за другим в историю, пожрав друг друга и самих себя, как последние динозавры, а за честное убийство в процессе боя теперь могут и в тюрьму упечь. В «Великих мастерах», на мой взгляд, идея праха времён подана даже собранней прошлой попытки (хотя, тот фильм был о другом), т. к. драму среза времени проще оценить на глаз, ведь подобное вполне может случиться с любым человеком и страной.

    Я не скажу, что прям поразился. Да, здесь много линий, и про всех у режиссёра есть желание рассказать. И в этих метаниях фильм откровенно подзатягивается. Но обвинить Кар-Вая в маразме или там пропаже вдохновения у меня не получается. Вполне зрелое кино для человека, «со своей колокольни» подошедшего к нетрадиционному для себя жанру.

    8 из 10

    9 июня 2013 | 02:06

    Странное дело — пытаясь изложить ощущения от свежего фильма Кар Вая, любому рецензенту придется бороться со своим маленьким внутренним школьником, три раза сходившим на «Хон Гиль Дона». Маленький внутренний школьник обязательно захочет написать что-то вроде: «Бла-бла-бла, медитативность, бла-бла-бла, затянуто, да и драчки у них странные, а вообще я ничего не понял, про кун-фу можно было и получше». Внутренний школьник вообще желает, чтобы ему показали махач и жопонадирательство. Вот только «лицам перекормленным американским попкорном» писать отзывы в данном случае остро противопоказано — есть 146% вероятность в глубоком разочаровании окружающей действительностью.

    Чтобы полностью ощутить все вкусовые оттенки «Великого мастера» надо знать несколько вещей. Во-первых, помнить что Кар Вай — графический дизайнер и заядлый производитель арт-хауса (а еще он работает без сценария). Осмысленность его кадров — это не медитативное созерцание буддистского храма, это тонкая работа с образом и структурой кадра, это равнодушно разбросанные подтексты и знакомая притча про то, что тишина может сказать больше. Кар Вай играет на контрасте — фильм снят размашистыми черными оттенками, ночных съемок в нем уйма, но вы действительно думаете, что он просто так надевает белую шляпу на голову Тони Люна?

    Говорят, подача истории в виде хроники — вынужденная мера, потому что режиссерская версия длилась бы четыре часа (он снимал эту картину пять лет). Знаете, с удовольствием бы посмотрел режиссерскую. И, во-вторых, чтобы адекватно воспринимать фильм стоит быть не только чуточку художником, но и чуточку азиатом. Внутренний школьник будет ржать при фразах «я бы хотел увидеть технику шестидесяти пяти подпрыгивающих обезьян» или кататься по полу при виде Великого Поединка двух Великих мастеров, которые бьются за правильных хват рисовой лепешки. Внутренний школьник даже найдет здесь главного злодея, и будет думать что обнаружил некую сюжетную основу картины, и в конце два мастера сойдутся в невероятном поединке, аки Нео и Мистер Смит. Не обращайте внимания, потому что ваш внутренний школьник по прежнему зачетный дебил.

    К «Великому мастеру» нужно относиться только и исключительно как к драме, понимать что Кар Вай сам тут играет чуть ли не в Льва Толстого, хорошо знать историю описанного периода, быть целевой аудиторией — тогда он окажется действительно хорошим фильмом, который не забывается после выхода из кинозала, с отличным послевкусием, с массой умных посылов обществу. А чудеснейший саундтрек и красиво поставленные драки (их не так много, но они есть) — всего лишь легкий бонус для того, чтобы попсово ориентированная публика все таки сходила (им примерно в середине фильма прямым текстом говорят: «Если вы хотите циркачей — вы обратились не по адресу»), все таки ничего не поняла, и все таки написала парочку унылых рецензий про то, что им было скучно. Эффект обманутых ожиданий в чистом виде.

    В итоге — кино про талант, про самодисциплину, про этику, про все это в контексте времени и смешения культур. А где Хон Гиль Дон? Да нет его. Кино же про?

    10 июня 2013 | 20:14

    Открывающая сцена нового фильма Вонга Кар-Вая «Великий мастер» визуально напоминает финальную сцену трилогии «Матрица». Дождь, будто сами небеса плачут, мрачные краски и тона, придающие лишь большой стильности отточенным движениям двух дерущихся людей. Окружающий мир будто замер и безмолвно наблюдает за схваткой. И весь фильм знаменитого режиссера — это схватка. Схватка тел, умов и душ, схватка отдельных людей, схватка народов в период Второй Мировой войны. Кар-Вай демонстрирует не только великолепное и технически правильное боевое искусство, но и силу духа в купе с настоящей стойкостью.

    В основе ленты лежит биография легендарного Ип Мана. Человека во всем мире, в первую очередь, известного как учитель не менее легендарного Брюса Ли. Всю ту важность и значимость, которую внес Ип Ман в развитие кун-фу, могут в полной мере понять и осознать лишь его соотечественники и мастера этого боевого искусства. Нам же, простым зрителям, это не столь важно. Да и Кар-Вай не воздвигает фигуру Ип Мана на пьедестал, не делает из него какого-то культового героя. Он всего лишь рисует сильного духом человека. Прошедшего оккупацию Китая Японией и саму Вторую Мировую войну, оставшегося верным своим идеалам и принципам. Несмотря на голод, тотальное отсутствие денег, этот человек смог выжить и не поддаться своим слабостям. Сильная личность. Но все же Ип Ман — всего лишь один из героев этой истории. Фильм наполнен персонажами. Но самый главный персонаж в данной ленте — это само кун-фу.

    В фильмографии Вонга Кар-Вая, пожалуй, больше нет столь стильного фильма как «Великий мастер». Сильного именно в визуальном плане, технично такого совершенного. В этой истории о боевых искусствах кун-фу выдвигается на первый план. Персонажи — всего лишь его носители, те, кто демонстрируют зрительскому глазу ту красоту и совершенство движений, на которые способно человеческое тело, ту одухотворенность каждых жестов и взглядов, которые несут за собой философию жизни, которая нам, западным зрителям, вполне возможно не будет до конца ясна и понятна. Да и надо ли понимать полностью? В Востоке есть что-то притягательное и необычное, он загадочен и тонок. И постичь его тайны непосвященный вряд ли сможет.

    Кар-Вай большое количество экранного времени отдает боевым сценам, тем самым пытаясь заставить зрителя проникнуться идей своей ленты. Несмотря на то, что кун-фу — это боевое искусство, это, в первую очередь, особая философия жизни, особый склад ума и взгляд на мир, особое положение духа и тела. Фильм очень необычный, слегка меланхоличный, пропитанный ностальгией по былому, неспешно и размеренно рассказывает истории нескольких людей, чьи судьбы так тесно переплетаются друг с другом.

    Как ни странно, но «Великий мастер» кино еще и о любви. Незримой, едва уловимой, выраженной лишь во взглядах. Но очень отчетливой и яркой, потому что любовь эта идет из самой глубины души.

    Актеры органичны в своих ролях. Но хочется выделить особо двоих. Тони Люн Чу Вай, играющий Ип Мана, создает образ сильного и волевого человека. Умного и мудрого, будто родился уже таким, будто года ему не потребовались для приобретения жизненного опыта, который дает знание. Чжан Цзыи обладает удивительно тонкими, точеными чертами лица. И ее внешняя хрупкость и женственность противостоит той внутренней силе и тем боевым умениям, что она демонстрирует в ленте. Актеры играют чуть замедленно и плавно, иногда застывая в каких-то позах, будто создают картинку на экране, складывая пазлы.

    Вонг Кар-Вай, на мой взгляд, снял неоднозначное кино. Возможно, тот завуалированный посыл, что содержится в нем, будет понят не всеми. Хотя не понять его трудно. Особая философия, особый взгляд на мир, историческая личность в фокусе, искусство, что не умирает по сей день, визуальная красота и стильность — это фильм, снятый с такой отточенностью картинки, все равно во главу угла ставит нематериальные и очень важные вещи нашего мира.

    26 мая 2013 | 18:09

    Фильм дышит любовью. Любовью к мирозданию, Китаю, его истории и культуре, его людям. Конечно, к кунг-фу. Не как спорту и поединкам, хотя и это тоже, но как образу мыслей и действий и кодексу чести.

    Наверное, чтобы лучше понять Вонга Кар Вая, нужно быть китайцем. Но как европеец увидела щемящую душу красоту, изысканное благородство формы, философскую наполненность высказываний, красивых людей, поэзию любовного настроения. Море чувственности, которая разлита в фильме вопреки лаконичной и сдержанной манере киноповествования. Очень много крупных планов, на которых лицо и душа суть одно и то же. Эта открытость обезоруживает. Много уникальных поединков сквозь весь фильм от начала до конца, которые оставляют ощущение дикой первобытной мощи и хореографической грации одновременно.

    Уникальный стиль, своя эстетика. Роскошная музыка. Чем-то все время напоминает музыкальные темы саги «Однажды в Америке». По сути «Великий мастер» тоже сага. Китайских актеров знаю неприлично плохо, только мельком Цжан Цзы и, конечно, Тони Люна Чу Вая по нескольким хитам. Тони Люн очень хорош и органичен, но на меня и большинство больших и маленьких актерских работ произвели самое положительное впечатление.

    Смотреть обязательно, хотя бы просто приобщиться к Красоте и Смыслу.

    1 июня 2013 | 18:11

    Не надо много слов, чтобы описать этот фильм: невероятно красивая картинка и отвратительное наполнение.

    Тут вам и капли дождя, и прыгающие мастера, Тони Люн Чу Вай дико напоминающий Нео из Матрицы, да и сцены поединков тоже напоминали фильм братьев Вачовски. Ну пусть драки и вторичны, но сняты они красиво. Вот только ничего кроме них в фильме и нет.

    Сюжет подаётся обрывками, эпичными лирическими вставками. Смотреть невыносимо, история превращается в банальность. Фильм напоминает компьютерную игру: небольшой монолог одного из героев, а затем эпичная драка. Сама история тоже не очень сложна, весь фильм, несмотря на огромный промежуток времени, который он охватывает, можно было уложить в 10 — 15 минут.

    Возможно понравится ярым любителям китайских фильмов, но меня совершенно не впечатлило. Фильм стоит смотреть только ради спецэффектов.

    5 из 10

    20 июля 2014 | 01:14

    Я очень люблю Вонга Карвая, Тони Люна и боевые искусства. Всё это однажды уже сочеталось в фильме «Прах времён», отнюдь не являющемся боевиком. Кино Карвая — это симфония чувств, Тони Люн — его излюбленный виртуозный солист, но он не боец, а речь о мастере вин-чунь Ип Мане, известном как учитель Брюса Ли и недавно прославленном в шикарной кинотрилогии с Донни Йеном (действительным бойцом) и великолепными боями. На этом фоне возникает естественный вопрос: так что же хочет предложить нам Карвай такого, что готовил десять лет?

    Художественная сторона фильма проработана настолько искусно, что на ум невольно приходит Чжан Имоу, но это сомнительный комплимент, поскольку большинство фильмов последнего не имеют никаких иных заслуг, а порой, кажется, и цели, нежели показ очень красивых картинок. Однако к драгоценному камню вполне уместна роскошная огранка, так что почти вычурная изысканность сцен, освещения, костюмов, жестов для данного фильма, пожалуй, всё-таки плюс.

    Отдельной похвалы также заслуживает работа звукорежиссёров, создающая акустические впечатления, соответствующие состояниям боя. Крайне советую смотреть этот фильм на хорошей аппаратуре с сабвуфером — в таких условиях картина приобретает дополнительное измерение, позволяя практически почувствовать удары за счёт низкочастотных вибраций. И это просто великолепная находка!

    Но дальше начинаются разочарования… лишь по размышлении оказывающиеся оригинальными особенностями.

    Во-первых, Тони Люн неубедителен в роли мастера боевых искусств не только с точки зрения западного клише, но и восточного: у него слишком мягкий взгляд, очаровательная улыбка и беззаботное отношение. Однако, учитывая мастерство актёра и режиссёра, вероятно, так и задумано в попытке донести в присущей Карваю романтично-драматической манере то, что уже показал нам в комической интерпретации Стивен Чоу в фильме «Разборки в стиле Кнуг-Фу»: мастера у-шу в жизни обычные люди, порой неприятные или даже жалкие, так почему бы им не быть баловнями судьбы. В поддержку этой версии выступает и то, что потрепанная жизнью курильщица опиума оказывается мастером багуа, а престарелый бухгалтер — мастром син-и.

    Во-вторых, хотя бои в фильме занимают достаточное место, они не соответствуют классической подаче, позволяющей искушённому зрителю насладиться красотой техники и приёмов. Не подумайте плохого — ставил их сам Юэн Ву Пин, но этот мастер может удовлетворить самые разные режиссёрские запросы: от технически реалистичного «Пьяного мастера» через компьютерно фантастичную «Матрицу» до постмодерновского с боевой точки зрения «Убить Билла 2». К сожалению, в последние годы техническая правдоподобность драки в боевиках стала необязательной — главное произвести впечатление крутизны, и данный фильм с виду следует этой досадной новой моде. НО. Кунг-фу — это искусство жить тем, что делаешь. Техника — удел ремесленников, а речь о великих мастерах. Мастерство же проявляется в нюансах, мелких деталях, и этот аспект тут показан очень хорошо. Великие мастера соревнуются не в умении зарядить друг другу в челюсть или по печени, а в более тонких и ювелирных вещах, таких как надломленная лепёшка или подавшаяся доска пола. И это концептуально.

    В-третьих, диалоги между героями кажутся бессмысленными: они не общаются, а вещают, будто это состязание цитат. Но думаю, и это сделано специально. У режиссёра не было намерения раскрывать чьи-либо характеры или отношения, зато необходимо было оформить ряд важных для раскрытия темы философских сентенций, вот он и использовал их, вложив в уста героев вместо диалогов. По сути, мастерам не о чем между собой говорить, они познают эти истины на практике, но зрителю о них за два часа иначе, нежели в вербальной форме, не сообщишь.

    В-четвёртых, в импрессионизме сюжетной линии Карвай переплюнул все свои предыдущие творения. Биография Ип Мана и история Гонгконга втискиваются в пару фраз в формате сносок, так что у мало осведомлённого о них зрителя возникают разрывы в восприятии сюжета. Основное же место занимает повествование о малозначительном (если вообще реальном) знакомстве Ип Мана с Гонг Эр, мастерицей с Севера, которая кончает свою жизнь довольно печально, а вместе с этим кончается и фильм. Её история проработана гораздо лучше, чем собственно Ип Мана, а при чём там был Лезвие, вообще трудно понять. Кто-либо настроенный менее благосклонно мог бы сказать, что сюжет, как таковой, просто отсутствует. Но я и тут нашла определённый умысел.

    Не зря же киноработы Карвая классифицируют как арт-хаус — по крайней мере, если он что-то выдумывает, то делает это ради чистого искусства, в отличие от скандально-невежественных голливудских версий известных историй. Хотя симпатия удачно женатого Ип Мана к этой даме заставила меня заподозрить Карвая в голливудских грешках, к счастью, мои опасения не оправдались — никакого романтического развития это знакомство не получило. Думаю, целью Карвая было обратное: не спекуляция на известной истории ради выдуманной сенсации, а скорее использование известной истории, чтобы привлечь внимание к более широкой теме, нежели личности героев.

    То есть фильм на самом деле не об Ип-Мане, а о мастерстве у-шу как таковом. Представленные персонажи скорее рисуют общую картину развития боевых искусств на тот исторический момент, а Ип Ман выступает чем-то вроде персонажа-наблюдателя, как герой того же Тони Люна в более раннем фильме Карвая «2046»: главные события вращаются не вокруг него, он — лишь винтик в некой общей схеме.

    Возможно даже, история Гонг Эр олицетворяет собой общее положение в мире боевых искусств на тот момент: расцвет традиционных стилей, сменившейся, к сожалению, общим упадком — их коммерциализацией и популяризацией (сегодняшнее спортивное у-шу противопоставляется традиционному, и далеко не в лучшую сторону). Поэтому печальная кончина героини, к которой неизбежно приводит выбор ею принципов чести против новых веяний компромисса во имя денег и власти, представляемых её братом, может олицетворять собой конец эры господства традиционных боевых искусств (и традиционных ценностей).

    Но главное — общее ощущение от фильма: на следующий день встаёшь и начинаешь понимать, насколько резко и дёргано двигаешься в обычной жизни, возникает желание быть очень внимательным, экономным и плавным. А ещё появляется вдохновение заниматься и совершенствовать свои умения в этой сфере (я вспомнила 3 стиля, которыми давно не занималась), и это для меня главный признак отличного кино о боевых искусствах. В соответствии с жанром, тут использован не традиционный реалистичный подход, а образы, намёки и импрессионизм, но в итоге получилось нечто гораздо более глубокое и объёмное, чем просто техничные драчки: Карваю удаётся передать зрителю в этом фильме само состояние кнуг-фу.

    Так что, невзирая на много недоумения во время просмотра, по отстоявшемуся впечатлению — 

    9 из 10

    4 января 2014 | 03:50

    «Великий мастер». Если меня попросят описать этот фильм одним словом, то, пожалуй, этим словом будет красота. Она витает повсюду. В пейзажах, в диалогах, в музыке, но больше всего в сценах боев. В этом фильме бой представлен не как банальная драка, а как своеобразный кодекс жизни, как еще один вид искусства. Не зря все схватки в этой картине больше похожи на танец, а не на бой.

    Кроме красоты здесь есть и драматизм, но увы, по настоящему его можно прочувствовать только во второй половине фильма. Актеры сыграли убедительно. Особенно Джан Цзы. Эта женщина произвела на меня сильное впечатление уже много лет назад, когда я в первые увидел ее в фильме «Дом летающих кинжалов». И по сей день она продолжает играть очень талантливо.

    Несмотря на все плюсы этой картины, мне чего-то в ней не хватило. Я не могу назвать ее шедевром. Но хорошим и талантливым кино не просто могу, а обязан.

    Эта картина вполне заслуженно выдвинута на «Оскар» от Гонконга.

    Не так давно был опубликован обширный список фильмов, которые различные страны выдвинули на соискание «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». «Великий мастер» стал третьим фильмом из этого списка, что мне удалось посмотреть. Датской «Охоте» картина Кар-Вайя проигрывает. В первую очередь она уступает в драматизме и злободневности тем, затронутых в фильме.

    А вот украинский фильм «Параджанов» «Мастер» превосходит абсолютно во всем.

    8 из 10

    13 ноября 2013 | 23:49

    Кар Вай давно отучил меня стесняться сантиментов. И слез. Тем более что о его фильмах можно говорить и писать лишь ими, то есть бормотать, нашептывать, намекать.

    Что сравнится с родными карваевскими нотками безнадежности? Когда ты каждой клеткой видишь, знаешь, что никакая сила в мире не возвратит утраченного, былого, но оно и невозвратным продолжает жить, болеть, сиять. И ты влюбленно и жадно вглядываешься в мерцающее святилище — память о прошедшей красоте, отдавая ей душу, сживаясь, сродняясь.

    И все понятно без слов.

    И речь кажется дикой, ненужной, а все слова — древние, мудрые — залитыми золотом янтаря, неприкосновенными, немыми, тяжелыми. Когда они падают на весы времени, вспархивают бабочками тени древней страны.

    И от их томно мреющей красоты становится душно.

    И кругом сказочно золотятся свет и дым, сквозь них не разобрать полустертых историй.

    И мелодично позвякивая, без устали сочится жидкий огонь — время.

    И вдыхая его горячий поток глазами, ты обретаешь ожоги сердца.

    И сырые струны дождя, как хирургические нити, пришивают тебя к легенде, к преданию, к мечте.

    И все земное исчерпано. Прошлое не принадлежит ему.

    И память влюбленно обнимает забвение.

    И начало сказки отчаянно ищет конец.

    И, конечно же, не находит.

    Жизнь прекрасна и вечна лишь недосказанными и недоплаканными историями-легендами.

    Впрочем, как и любовь.

    Кар Вай в который раз не допел, не договорил ее. Она присутствует здесь лишь как видение. Двое в вечном разделении. Она далекая. Он не приблизится. Соль романтизма — искать и все не находить. Соль его — воздушность, мечта, запредельность, недостижимость. И никакого быта. И никаких боев.

    Не воины и драки, а нежная романтическая поэзия — вот в чем душа «Великого мастера». Легкие бессмертные касания любви сквозь время. Их музыка трепещет только об одном: Ип Ман и Гун Эр все еще танцуют в бою, целуясь с дождем и снегом. Верный рыцарь красоты и монашка совершенства.

    Ип Ман прожил долгую жизнь властелина, и распри его с миром были свободные и мирные, как непорочная вода дождя. Гун Эр выбрала стать средоточием идеи — совершенства справедливости, а стала рабыней обета, и дырявые, мертвые глаза мести, ухмыляясь, смотрели на нее. Не воплотилась ее любовь. Не сбылась жизнь.

    И он без нее состоялся не весь. Наполовину. Остался без пуговицы… Но разве нам судить? «Непознаваемы, неприкосновенны. Проходите».

    А знаете, точно такой же танец, как Ип Манн и Гун Эр, исполнили в этом кино Кар Вай и его самая большая любовь — Китай… и Прошлое.

    P.S. Мы совсем по-другому сегодня глядим в наше былое. «Орда», «Жила-была одна баба», «Сибирский цирюльник», «Царь», «Утомленные солнцем»… «Все так и прет прямо в глаза, лубочное, аляповатое, разбухшее» (А. Блок). Разбухшее то от крови, то от мании величия. Нам очень не хватает уверенной и неприкосновенной любви к своей родине, какою любит Китай Кар Вай. Идеализирующей сердцем, а не заказом.

    17 июня 2015 | 11:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 438 руб.
    подробнее

    Новости


    Гонконгский постановщик Вонг Кар-Вай продюсирует картину под названием «Паромщик», но параллельно разрабатывает собственный проект. Это будет экранизация романа Чжин Юченя «Цветение» (Blossoms), вошедшего в десятку лучших книг 2013 года по версии China Daily(...)
     
    все новости

    Статьи


    В ожидании 86-й церемонии вручения премии «Оскар» КиноПоиск составил путеводитель, который позволит поближе познакомиться с номинантами в основных категориях, а также вспомнил тех, кто остался в этом году без номинации, но заслужил ее не меньше других — от Тома Хэнкса до Даниэля Брюля(...)
     
    все статьи

    Репортажи


    25 мая состоялась премьера фильма «Великий мастер», которую посетил режиссер картины Вонг Кар-Вай. Представляем видеорепортаж с мероприятия. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Огромное количество возможностей бесплатного обучения может сбить с толку. «Киносрез» в Московской школе кино фокусируется на национальных кинематографиях и проходит в формате лекций с просмотром кино. 9 апреля в МШК выступит Александр Роднянский (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 532 615
    2.ГоловоломкаInside Out52 323 354
    3.Третий лишний 2Ted 233 507 870
    4.МаксMax12 155 254
    5.ШпионSpy7 911 786
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Отец солдата8.183
    141.Заплати другомуPay It Forward8.182
    142.Белый пленEight Below8.182
    143.Славные парниGoodfellas8.182
    144.Андрей Рублев8.182
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.ЭверестEverest94.55%
    22.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.36%
    23.ДэдпулDeadpool94.30%
    24.Дом странных детейMiss Peregrine's Home for Peculiar Children94.20%
    25.Черная мессаBlack Mass94.19%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys71
    АнгелAngel70
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones48
    Иллюзия обманаNow You See Me414
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys6.923
    Третий лишний 2Ted 26.357
    ГоловоломкаInside Out8.461
    Мир Юрского периодаJurassic World7.155
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL6.626
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    премьеры