всё о любом фильме:

Великий мастер

Yi dai zong shi
год
страна
слоган«In Martial Arts there is no right or wrong, only the last man standing»
режиссерВонг Кар-Вай
сценарийВонг Кар-Вай, Цзинчжи Цзоу, Сюй Хаофэн, ...
продюсерЙи Ва «Джеки» Пэнг, Вэй-Чунг Чан, Е-чэн Чань, ...
операторФилипп Ле Сурд
композиторНатэниел Мекали, Сигэру Умэбваяси
художникУильям Чан, Альфред Яу, Тони Ау, ...
монтажУильям Чан, Хунг Пун
жанр боевик, драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Китай  7.71 млн,    США  810.8 тыс.,    Франция  293.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время123 мин. / 02:03
Номинации:
Основатель старейшей Школы боевых искусств намерен уйти на покой и передать дела достойному преемнику. Но самый лучший его ученик вынашивает куда более амбициозные планы — он намерен объединить все разрозненные школы в одну. С этой целью он вызывает на поединок лидера каждой школы и, одерживая победу раз за разом, объединяет все школы. Последней остается школа его умершего учителя, отстоять память которого на поединок выходит его дочь, тайно влюбленная в своего соперника…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.50 (23 789)
ожидание: 81% (2977)
Рейтинг кинокритиков
в мире
78%
93 + 27 = 120
6.6
в России
81%
17 + 4 = 21
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Для подготовки к своей роли Тони Люн Чу Вай тренировался в течение года по четыре часа в день.
    • Проект был анонсирован почти за 10 лет до его релиза. Такая задержка была вызвана бесконечным перфекционизмом режиссера Вонга Кар-Вая. За этот период было выпущено несколько фильмов об Ип Мане (наиболее известные из них — «Ип Ман», 2008, и «Ип Ман 2», 2010).
    • На монтаж фильма ушло более года, прежде чем режиссер Вонг Кар-Вай был удовлетворен.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1122 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Старый мастер Гонг, посвятивший всю свою жизнь делу объединения различных стилей кунг-фу в единую школу, решил уйти на покой, чтобы дать дорогу молодым и сделать одного из лучших учеников Ма Сана своим духовным наследником. Прежде чем объявить о своём решении он намерен провести показательный бой с сильнейшим мастером юга, дав южанам возможность самим выбрать такового из своих рядов. Выбор пал на Ип Мана. Мастеру Гонгу была хорошо известна восточная мудрость «Лучший способ победить — уклониться от боя» или «Лучший бой тот, который не состоялся», а потому он заменил бой физический на интеллектуальную битву, в которой решил признать своё поражение, сохранив при этом своё лицо. Ведь ещё Эпикур говорил, что «В философских спорах выигрывает побеждённый, ибо приобретает новую мудрость». И лишь дочь старого мастера чувствовала себя оскорблённой, решив отомстить за поражение отца, применив главное женское оружие — хитрость.

    В новой картине Вонг Кар-Вай ни на йоту не отклонился от своего фирменного стиля. Он всё тот же перфекционист, требующий и добивающийся совершенства во всём, будь-то: визуальный ряд, музыкальное оформление, костюмы, декорации, операторская работа, боевые сцены, превращённые в настоящие танцевальные номера. Всё это делает его фильмы по-настоящему художественными, а самого Кар-Вая артистом в широком смысле, как человека искусства.

    Этот фильм вовсе не о кунг-фу, точнее не столько о кунг-фу, как одном из видов боевых единоборств, где удары наносятся руками и ногами, либо парными ножами или длинным шестом. Главное здесь — философия кунг-фу, базирующаяся на «Кодексе чести мастера боевых искусств». Основная идея этой философии выражена в следующих словах «В восточных единоборствах не существует правильного или неправильного — главное остаться на ногах» или, как часто повторяется в фильме, «Всего два слова — лежишь, стоишь». Эти слова, в равной степени, можно отнести к самой жизни, которая и есть непрерывная борьба, где главному герою удавалось всю жизнь оставаться на ногах, в отличие от павшего Ма Сана, ибо что может быть ниже, чем предательство своей родины?

    Эту картину можно назвать настоящей сагой «Однажды в Китае», по аналогии с известным американским кино, поскольку в нём рассказывается о судьбе человека на переломе истории. Родившись в эпоху правления династии, он пережил первую республику, военную диктатуру, японское вторжение, гражданскую войну и, наконец, оказался в Гонконге. Конфуций говорил: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», а сколько их было в жизни героя, но он твёрдо стоял, а не ложился.

    Этот фильм вносит свою лепту в дело превращения реального человека Ип Мана, весьма уважаемого в Китае, в легенду, поэтому вполне объяснимо, что диалоги героев почти полностью состоят из многозначительных фраз, а не пустой болтовни, дабы придать зрелищу эпичности. Здесь они смотрятся вполне уместными и воспринимаются подобно поэзии, конечно же, неизбежно утратив часть своих смыслов при переводе.

    Совершенно невозможно представить картину Кар-Вая без любви и она безусловно здесь есть, пусть и безответная, ибо не может человек-легенда изменять любимой жене, но дочь старого мастера Гонга, сыгранная Чжан Цзыи, пронесла её через всю жизнь, раскрыв тайну лишь в зрелые годы. Появление в фильме агента гоминьдана Лезвие с которым, казалось бы, могли завязаться серьёзные отношения, лишь подчеркнуло тот факт, что сердце красавицы давно несвободно. Актриса очень хорошо показала все скрытые чувства своей героини.

    Роль Ип Мана исполнил Тони Люн Чу Вай — постоянный соавтор фильмов Вонга Кар-Вая. Его сдержанная манера игры и загадочная улыбка весьма убедительны, хотя внешнего сходства с прототипом и нет. Главный герой родился и вырос в не бедной семье из Фошаня, что в южно-китайской провинции Гуандун. Он женился на девушке из рода имперского министра. С 7-и лет занимался кунг-фу и его основной целью было убрать из него всё лишнее, оставив лишь три движения: удар, укол, защита. Ип Ман создал свою школу, с годами ставшую всемирной ассоциацией кунг фу. Одним из учеников его школы был Брюс Ли, хотя об этом и не говорится в фильме, но зато приводится его цитата.

    При всех несомненных достоинствах картины, есть в ней некая недосказанность, по всей видимости вызванная необходимостью уложиться в жёсткие рамки хронометража. Возможно, стоит надеяться на появление расширенной режиссёрской версии, благо отснятого материала хватило бы ещё на одну серию, но и в представленном виде картина представляет несомненную художественную ценность.

    9 из 10

    11 июля 2013 | 18:38

    Китайские фильмы про Кунг-фу всегда были популярны во всем мире и не удивительно, что даже сейчас их продолжают снимать. Тем более что если это фильм про легендарного Ип Мана.

    Продолжая славные традиции 80-х (или до и после годов) Вон Карвай взвешенно преподносит главные составляющие подобного жанра. Большую часть хронометража заполняя, логично присутствующими здесь схватками, они не «перетягивают одеяло» на себя, не появляются без причины и по любому поводу в любом удобном случае, а грамотно разбавляют повествование, держа напряжение или интерес. Являясь в большей степени фильмом про боевые искусства, про них стоит сказать лишь то, что поставлены они на должном уровне.

    Стоит отметить, что для зрителя не привыкшего к столь незаурядному количеству главных и второстепенных героев, может отпугнуть стремительность событий, в которых они участвуют, к тому же постоянно изрекающие философские высказывания, иной раз в самых рядовых репликах. И зрителя не увлекающегося восточными единоборствами, фаната, решившего посмотреть очередной фильм Карвая, будет явно обескуражен вышеперечисленным. Как и тем, что подобного Кунг-Фу фильма у режиссера прежде не было.

    Но самое интересное открывается когда понимаешь что «Великие мастера» выполнены в, как бы это странно не звучало, в стиле Вон Карвая (Любовное настроение). Золотистые тона, плавные движения камеры в лучших традициях кинооператора Кристофера Дойла. Спокойная, но приятная музыка, медитативно льющаяся на картинку. Терпеливое повествование, красивое и медлительное. Романтические отношения, поставленные с истинно восточной грацией, только приятно дополняющие общее повествование.

    Философичность фильмов о восточных единоборствах и стиль Карвая причудливым образом сталкиваясь, создают потрясающий, можно сказать новый, образ Кунг-фу фильмов. Словно две части мозаики гармонично складываются в единый узор. И появляется назойливая мысль о том, что такие фильмы, только так и надо снимать.

    3 апреля 2013 | 11:35

    Этот фильм, как шелковая нить, также легок, также красив. Честно говоря, я наткнулась на этот фильм совершенно случайно, когда он еще не вышел в кинотеатры, сразу захотелось посмотреть, нравится иногда восточное кино. Нравится тем, что оно отличается от нашего и голливудского. Наши снимают, о том как жить плохо, о том как нужно выживать, а американцы, о том как наоборот не стоит обращать на жизненные невзгоды, заедая горе гамбургером и походом в магазин.

    Фильм, настолько легок по своей сути, не обременяем, что хочется смотреть и поддаться течению жизни, философии тех людей, которые говорят в этом фильме. В этой картине, мало диалогов, больше красивых кадров, музыки. Фразы основываются, на жизненных принципах.

    Нравится насколько красиво снято, лица, костюмы, боевые сцены. Да, наверно, это нечеткий биографический фильм, который бы хотелось бы видеть всем людям любившим Ип Мана. В тоже время хочется посоветовать фильм, он оставляют легкую грусть и много хороших эмоций.

    7 из 10

    31 октября 2013 | 05:47

    Итак в гонку на создание великого супергероя включились признанные мастера. Давайте заглянем в прошлое-это необходимо чтобы понять все что происходит. Много времени прошло с того момента как великий актер Брюс Ли покинул сей мир. Первый азиатский супергерой оставил после себя не слишком большое наследство-несколько фильмов, последний из которых был закончен уже после его смерти. Брюс Ли был не слишком опытным бойцом в реальной жизни (его фанаты по прежнему путают его экранный образ с реальным актером из Гонконга). Как бы то ни было, харизма и актерское мастерство прославили Брюса на долгие годы. Продюсеры и режиссеры ковали деньги из его славы как при его жизни так и после его смерти.

    Фильмы про Ип Мана-новое слово в исскустве «брюсплотэйшэн». Раньше выпускали на экраны двойников;Брюса Лая или Лея(как хотите). Сейчас все немного по другому-решили зайти с тыла. История инструктора по ушу из захолустного Фошаня превратилась в эпическую драму. Все началось с эпика «Ип Ман» (2008) с Донни Йеном. Трудно сказать где правда, и где выдумка в фильмах этой серии. Дело в том что правды об Ип Мане известно так мало что вся его жизнь пришлось просто-напросто выдумать. Все сюжетные линии:поединки с мастерами, патриотические схватки с японцами-все выдумано. Повторяю-ВСЕ. Никаких эпических подвигов Ип Ман не соверщал-мирно преподавал ушу. Единственная причина по которой его имя гремит с киноэкранов-он умудрился быть учителем знаменитого актера(количество реальных поединков которого приближается к нулю, да-да).

    Таким образом в каждом фильме о «великом мастере» мы видим некий собирательный образ человека которого не было. Была и у нас подобная схема-лениниана, например. Люди всегда жаждали чуда. Они веря во все что угодно; в зеленых человечков, в тибетскую медицину или во всемогущее кунфу. К сожалению никто не скажет им что любой средний врач из поликлиники намного действеннее великого шамана, а мастера кинфу отправит в нокаут даже разеядник по боксу. Вердикт:фильм-сказка. Обсуждению не подлежит

    6 июня 2013 | 21:46

    В 2013 г. на экраны вышел фильм известного гонконгского режиссера Вонга Кар-Вая «Великий мастер», с показа которого был открыт 63-й Берлинский международный кинофестиваль.

    Однако при всех заслугах Кар-Вая, как кинорежиссера, его «Великий мастер» получился фильмом на любителя и заслуживает неоднозначного мнения. Здесь есть и поединки, и биография великого Ип Мана, и история любви. Но вот только поединки в кадре не порадуют искушенного восточными файтингами кинозрителя. Тут Кар-Вай уделяет внимание красоте картинки, заставляя своих героев драться то под дождем, то во время снегопада. Согласитесь, смотреть, как красиво капли дождя падают в замедленном режиме со шляпы Ип Мана это красиво, но утомительно. Поэтому поединки в «Великом мастере» и выглядят, как произведение искусства — сложными и изящными. Да, одним из главных героев стал Ип Ман — тот самый основатель школы единоборств в стиле вин-чунь и учитель Брюса Ли. Но назвать «Великий мастер» очередной биографической лентой об Ип Мане я не могу. Во-первых, кроме Ип Мана (Тони Люн) важную роль в картине сыграла Гун Эр (Чжан Цзыи), судьбе которой посвящена чуть ли не половина фильма. Во-вторых, для байоптика события происходят фрагментарно (хотя хронология все же прослеживается) и причинно-следственная связь улавливается еле-еле. Тогда получается странным, почему Вонг Кар-Вай в последний момент изменил название «Великие мастера» на «Великий мастер», выдвинув вперед Ип Мана.

    Да, фильм очень сложный для восприятия. Но, тем не менее, не поняв киноязык Кар-Вая, нельзя говорить о том, что фильм плохой. Просто стараясь угодить всем кинозрителям режиссер избрал для себя очень сложный путь — снял такое кино, где было бы все: и драки, и любовь, и философия, а в итоге остались довольны эстеты. Так что если хотите увидеть байоптик об Ип Мане, то рекомендую смотреть другие фильмы (например «Ип Ман» с Донни Йеном). Если нравятся азиатские фильмы с драками в стиле кунг фу — смотрите их. «Великий мастер» — это прежде всего трогательная история любви, философский эпос, который так же неоднозначен, как и сам фильм.

    6 из 10

    16 июня 2014 | 10:33

    В Национальном художественном Беларуси музее есть зал Востока — та часть экспозиции, которая состоит в основном из предметов декоративно-прикладного искусства. Это лаковые шкатулки, сосуды, предметы одежды. Вокруг этого, восточного зала, в других: белорусская икона, западная живопись. Восток, таким образом, представлен в первую очередь экспонатами, несущими в своем содержании не только эстетику, но и прикладное назначение.

    И эти отношения между внешним (эстетикой) и внутренним (функцией) в Восточном искусстве совершено особые. И над этими отношениями, более явным атрибутом, нежели «у нас» стоит философия — комбинация великих учений.

    Кино из Азии -то фильмы, которые, как предметы декоративно-прикладного искусства — отражают, особый характер отношений между внутренним и внешним.

    Словом кун-фу на Востоке и у нас, по примеру Востока, обозначают боевое искусства — это слово ставят синонимом Ушу, дословно «воинскому мастерству». Один же из самых общих, буквальных переводов «кун-фу» — время, проведенное с выгодой для себя, а, при более конкретном применении — «мастерство». Всякое — гончарное, мастерство керамиста, художника, мойщика посуды.

    В настоящих боевых искусствах, для которых кун-фу — синоним, баланс между формой и содержанием должен быть столь же идеальным, как баланс между простой, достаточной красотой заварочного чайника и практическим его удобством.

    Однако, массовая культура (особенно западная) видит боевые искусства под другим углом.

    И в большинстве их проявлений в кино, ставка делается на эффектность, на внешнее, таким образом скрадывая содержание.

    Так, у тех, кто профессионально или любительски занимается той или иной борьбой возникает множество претензий: «а где реальность, где достоверность, где, в конце концов исторический контекст». Ведь, даже те персонажи, которые существовали на самом деле, тонут в кинематографическом архетипе «героя».

    Ип Ман, мастер боевых искусств, великий боец и учитель, родился в конце 19 века. Как и всякий «художник» своего искусства, Ип Ман начал учиться с самого детства и искал мастерство всегда. Он по праву считается одной из самых значительных фигур в своем деле. Его биография туманна и мифологична. Но, важна ли нам сейчас хронологическая таблица его жизни или вклад Ип Мана важнее. Тем более, что в наших условиях, отдельные черты личности и отдельный факты — это все, что мы на самом деле можем получить. Ип Ман жил в прошлом веке, во времена, пожалуй, самые сложные в современной истории Китая — в период войны с Японией и японской оккупации.

    Тем не менее, за свои 79 лет Ип Ман значительно рационализировал и систематизировал свой боевой стиль, во многом расширил авторитет этого стиля. Кроме того, он оставался непревзойденным и авторитетным мастером — учителем, за которым шли многие и многие.

    «Великий мастер» — это в первую очередь фильм. Эту простую мысль стоило озвучить. Кино — это вид искусства и у него, как у каждого вида искусства свои законы.

    Удивительно, ведь музей не берет в залы бездарно написанный портрет. Значит, не бездарно — это по-другому. И как это — можно объяснить.

    Так и с кино, существуют законы: принципы построения персонажа, композиционные принципы, монтаж. Это даже не правила, скорее свод обязательных условий и число их ограничено.

    «Великий мастер» — это одна из точек зрения на жизнь Ип Мана. Один взгляд, одно преломление. Собственно, «бог» ленты — режиссер.

    Вонгу Кар Ваю удалось в фильме ненавязчиво соблюсти правила жанра «боевого кино». В фильме нарочито порой бьется стекло, а люди, влекомые ударом, летят дальше положенного и прыгают выше, чем это возможно.

    Однако, реалистическое отражение «боевой» действительности — не цель создателей картины.

    Для искусства Востока (Китая в случае нашего фильма) цвет является системообразующим элементом формирования эстетики.

    Цветовое решение фильма созвучно колористике традиционной китайской живописи. Это относится к общей тональности фильма — к фильтру, который связывает воедино внешнее — то, что видит зритель. Есть язык — язык крупных планов и игра с темпом, где крупные планы на мгновение фиксируют время, фиксируют взгляд. Некоторые кадры — это отдельные, выдержанные в традиции классического искусства Востока, произведения искусства. Вообще, цветоцентризм — это одна из наиболее ярких черт восточного кинематографа. И великий мастер — пример этой, традиционной стилистики.

    Визуальные средства картины «Великий мастер» не сводятся к функции всего лишь инструмента. Несмотря на ощутимое количество боевых сцен — эстетика не теряется, не тонет в динамике единоборства. Она остается равноправной в кадре, без нее не стало бы фильма, как не стало бы его без героя.

    Говоря о достоверности, можно обратить внимание на то, что боевые сцены передают так или иначе черты стиля, который исповедовал Ип Ман. Скупость и рациональность движений. Свободу с учетом основных принципов стиля. Возможно, эта достоверность условная. Однако, люди, которые не связаны с боевыми искусствами, угадывают в движениях киношного Ип Мана эти черты.

    Великий мастер — это отдельное произведение искусства. Его повествование соткано из мазков — сцены обозначают «силуэт мысли» — не договаривают, не впечатывают ее. И как в лаковой шкатулке, изысканной и яркой, в его исполнении соблюден тот самый баланс внутреннего и внешнего — формы и содержания.

    24 февраля 2016 | 16:09

    Сыро — ученическая работа и все тут. Я недавно пересмотрела «2046» и поняла, что этим фильмом режиссер закрыл тему, объединявшую все его картины, начиная с «Диких дней» (теперь, когда я относительно равнодушна к Такеши, мне кажется, что он лучший у него.) Ну да, потом были «Черничные ночи», но это так — бонус для фанатов.

    В «Великом Мастере», Карвая кидает в разные стороны: начинает показывать японскую оккупацию, но как будто вспоминает, что это почти один в один было в «Цветах войны» и бросает; пытается раскрыть философию боевых искусств, и осекается (по правде сказать, не зря — все эти тайны восточных мастеров уже так давно стали общим местом, что воспринимаются пародией на себя самих). Временами, проскальзывает прежняя какая- то игра на полутонах, на чем — то невысказанном, но тут режиссер опять ловит себя, теперь уже на самоцитировании..

    В общем, это не фильм, а какое- то бесконечное нащупывание нового пути, без вникания во внутреннюю логику и потому неудачное. Это кино и о Семье, и о Любви, и о Войне, и о Супер силе. Но ведь некоторые вещи просто не сочетаются. Невозможно соединить вместе бои в стиле «одним махом, семерых побивахом» как у Джана Имоу, с нарочито обывательской, скучной действительностью. Невозможно запихнуть все на свете вопросы бытия в два часа.

    Боев мало и они выглядят ненатурально; Джан — такая блеклая, какой я её никогда не видела; маленький Брюс Ли мелькает на секунду перед самыми титрами; музыка не запомнилась вообще (а ведь Умебаяши, же!) — И в целом, все выглядит как двухчасовой трейлер

    Увы.

    4 из 10

    29 апреля 2014 | 14:10

    Я очень люблю Вонга Карвая, Тони Люна и боевые искусства. Всё это однажды уже сочеталось в фильме «Прах времён», отнюдь не являющемся боевиком. Кино Карвая — это симфония чувств, Тони Люн — его излюбленный виртуозный солист, но он не боец, а речь о мастере вин-чунь Ип Мане, известном как учитель Брюса Ли и недавно прославленном в шикарной кинотрилогии с Донни Йеном (действительным бойцом) и великолепными боями. На этом фоне возникает естественный вопрос: так что же хочет предложить нам Карвай такого, что готовил десять лет?

    Художественная сторона фильма проработана настолько искусно, что на ум невольно приходит Чжан Имоу, но это сомнительный комплимент, поскольку большинство фильмов последнего не имеют никаких иных заслуг, а порой, кажется, и цели, нежели показ очень красивых картинок. Однако к драгоценному камню вполне уместна роскошная огранка, так что почти вычурная изысканность сцен, освещения, костюмов, жестов для данного фильма, пожалуй, всё-таки плюс.

    Отдельной похвалы также заслуживает работа звукорежиссёров, создающая акустические впечатления, соответствующие состояниям боя. Крайне советую смотреть этот фильм на хорошей аппаратуре с сабвуфером — в таких условиях картина приобретает дополнительное измерение, позволяя практически почувствовать удары за счёт низкочастотных вибраций. И это просто великолепная находка!

    Но дальше начинаются разочарования… лишь по размышлении оказывающиеся оригинальными особенностями.

    Во-первых, Тони Люн неубедителен в роли мастера боевых искусств не только с точки зрения западного клише, но и восточного: у него слишком мягкий взгляд, очаровательная улыбка и беззаботное отношение. Однако, учитывая мастерство актёра и режиссёра, вероятно, так и задумано в попытке донести в присущей Карваю романтично-драматической манере то, что уже показал нам в комической интерпретации Стивен Чоу в фильме «Разборки в стиле Кнуг-Фу»: мастера у-шу в жизни обычные люди, порой неприятные или даже жалкие, так почему бы им не быть баловнями судьбы. В поддержку этой версии выступает и то, что потрепанная жизнью курильщица опиума оказывается мастером багуа, а престарелый бухгалтер — мастром син-и.

    Во-вторых, хотя бои в фильме занимают достаточное место, они не соответствуют классической подаче, позволяющей искушённому зрителю насладиться красотой техники и приёмов. Не подумайте плохого — ставил их сам Юэн Ву Пин, но этот мастер может удовлетворить самые разные режиссёрские запросы: от технически реалистичного «Пьяного мастера» через компьютерно фантастичную «Матрицу» до постмодерновского с боевой точки зрения «Убить Билла 2». К сожалению, в последние годы техническая правдоподобность драки в боевиках стала необязательной — главное произвести впечатление крутизны, и данный фильм с виду следует этой досадной новой моде. НО. Кунг-фу — это искусство жить тем, что делаешь. Техника — удел ремесленников, а речь о великих мастерах. Мастерство же проявляется в нюансах, мелких деталях, и этот аспект тут показан очень хорошо. Великие мастера соревнуются не в умении зарядить друг другу в челюсть или по печени, а в более тонких и ювелирных вещах, таких как надломленная лепёшка или подавшаяся доска пола. И это концептуально.

    В-третьих, диалоги между героями кажутся бессмысленными: они не общаются, а вещают, будто это состязание цитат. Но думаю, и это сделано специально. У режиссёра не было намерения раскрывать чьи-либо характеры или отношения, зато необходимо было оформить ряд важных для раскрытия темы философских сентенций, вот он и использовал их, вложив в уста героев вместо диалогов. По сути, мастерам не о чем между собой говорить, они познают эти истины на практике, но зрителю о них за два часа иначе, нежели в вербальной форме, не сообщишь.

    В-четвёртых, в импрессионизме сюжетной линии Карвай переплюнул все свои предыдущие творения. Биография Ип Мана и история Гонгконга втискиваются в пару фраз в формате сносок, так что у мало осведомлённого о них зрителя возникают разрывы в восприятии сюжета. Основное же место занимает повествование о малозначительном (если вообще реальном) знакомстве Ип Мана с Гонг Эр, мастерицей с Севера, которая кончает свою жизнь довольно печально, а вместе с этим кончается и фильм. Её история проработана гораздо лучше, чем собственно Ип Мана, а при чём там был Лезвие, вообще трудно понять. Кто-либо настроенный менее благосклонно мог бы сказать, что сюжет, как таковой, просто отсутствует. Но я и тут нашла определённый умысел.

    Не зря же киноработы Карвая классифицируют как арт-хаус — по крайней мере, если он что-то выдумывает, то делает это ради чистого искусства, в отличие от скандально-невежественных голливудских версий известных историй. Хотя симпатия удачно женатого Ип Мана к этой даме заставила меня заподозрить Карвая в голливудских грешках, к счастью, мои опасения не оправдались — никакого романтического развития это знакомство не получило. Думаю, целью Карвая было обратное: не спекуляция на известной истории ради выдуманной сенсации, а скорее использование известной истории, чтобы привлечь внимание к более широкой теме, нежели личности героев.

    То есть фильм на самом деле не об Ип-Мане, а о мастерстве у-шу как таковом. Представленные персонажи скорее рисуют общую картину развития боевых искусств на тот исторический момент, а Ип Ман выступает чем-то вроде персонажа-наблюдателя, как герой того же Тони Люна в более раннем фильме Карвая «2046»: главные события вращаются не вокруг него, он — лишь винтик в некой общей схеме.

    Возможно даже, история Гонг Эр олицетворяет собой общее положение в мире боевых искусств на тот момент: расцвет традиционных стилей, сменившейся, к сожалению, общим упадком — их коммерциализацией и популяризацией (сегодняшнее спортивное у-шу противопоставляется традиционному, и далеко не в лучшую сторону). Поэтому печальная кончина героини, к которой неизбежно приводит выбор ею принципов чести против новых веяний компромисса во имя денег и власти, представляемых её братом, может олицетворять собой конец эры господства традиционных боевых искусств (и традиционных ценностей).

    Но главное — общее ощущение от фильма: на следующий день встаёшь и начинаешь понимать, насколько резко и дёргано двигаешься в обычной жизни, возникает желание быть очень внимательным, экономным и плавным. А ещё появляется вдохновение заниматься и совершенствовать свои умения в этой сфере (я вспомнила 3 стиля, которыми давно не занималась), и это для меня главный признак отличного кино о боевых искусствах. В соответствии с жанром, тут использован не традиционный реалистичный подход, а образы, намёки и импрессионизм, но в итоге получилось нечто гораздо более глубокое и объёмное, чем просто техничные драчки: Карваю удаётся передать зрителю в этом фильме само состояние кнуг-фу.

    Так что, невзирая на много недоумения во время просмотра, по отстоявшемуся впечатлению — 

    9 из 10

    4 января 2014 | 03:50

    Что может быть выше неба?
    Что может быть крепче земли?
    Цитата из фильма


    Когда обычный человек рассказывает о кунг-фу, у него получается драка. Когда большой мастер рассказывает о кунг-фу, у него получается поэзия. Фильм Кар-Вая в высшей степени поэтичен. Несмотря на то что время повествования — жестокий Двадцатый век. Китай претерпел много страданий, но выдержал благодаря таким «выше неба, крепче земли» людям, как Ип Ман.

    Стиль Кар-Вая-художника описывать излишне. Он знаком человечеству лучше, чем вин чун. Бой у него — больше танец, жизнь героя — античная судьба. Но надо признать — к боевым искусствам режиссер подобрался не сразу, предпочитая создавать полотна другого сорта. Как тут не вспомнить другого китайского классика — Чжана Имоу, чей «Герой» вышел за одиннадцать лет до «Великого мастера». Не с ним ли все эти годы сражался в монтажной наш бескомпромиссный Вонг?

    Как бы то ни было, суть боевых искусств Кар-Вай ухватил предельно глубоко. Кульминация фильма, проясняющая это, выразилась в передаче самого тайного и главного завета патриарха школы Гун. Думаете, секретный всесокрушающий удар? Кипа древних рукописей с даосскими рецептами? Всего одно слово: «Возвращение». Один ученик, на которого возлагали большие надежды, не понял его. Вторая ученица — поняла, но не смогла передать дальше. Потому что это не просто слово. Коан. Духовный опыт. Прозрение. Пароль к просветлению. «Великое возвращение» Ницше — из того же числа…

    Тайна высокого искусства — не уносить, а возвращать, не ломать, а сохранять. Не случайно, мастера в фильме договариваются перед поединком в набитом вещами доме: если что-то сломаю, я проиграл. Двадцатый век много наломал; кому сохранять и собирать, как не великим мастерам? Ип Ман с всегдашней мягкой улыбкой на лице — словно гранитная скала. Волны века разбиваются о него, он же думает не о разногласиях северной и южной школ, не о том, кому достанется государство-лепешка, не о личном благополучии и достатке. Перед ним — вселенная. И я затрудняюсь сказать, кто чей ученик, а кто — мастер…

    11 июля 2013 | 00:44

    Кино вышло чисто поэтическое (как и многие другие фильмы режиссера), а такое кино не всем по душе. Ладно бы поэтический реализм, это одно дело, а тут поэтический Уся, так сказать. Но на самом деле это не уся, это скорее историческая драма о философии кунгфу в которой автор попытался отобразить разных реально существовавших мастеров, разные школы. Попытался, но не осилил. Собирал информацию, ездил по всему Китаю, фильм собирался назвать «Великие мастера», а не мастер. Видимо что-то не задалось и Кар-Вай решил ограничить себя из-за чего некоторые эпизоды (как со шпионом-парикмахером) слабо вписываются в общую канву повествования, а сам сюжет по сути крутится вокруг любовной истории. но не смотря на всё это автор здесь показал свою руку великого мастера, он сделал такой фильм, какой мог сделать только Кар-Вай. Поэтическое кино о кунг-фу, где вы такое видели? А ведь это пожалуй самая очевидная форма для киноразговора на эту тему.

    P.S.

    Какой же всё-таки красивый фильм

    P.P.S.

    И как все эти китайские актёры умудряются быть одновременно настолько хорошими актёрами и кунгфуистами (или как это называется)???

    8 из 10

    9 августа 2014 | 03:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 488 руб.
    подробнее
    Записи в блогах

    Огромное количество возможностей бесплатного обучения может сбить с толку. «Киносрез» в Московской школе кино фокусируется на национальных кинематографиях и проходит в формате лекций с просмотром кино. 9 апреля в МШК выступит Александр Роднянский (...)
     
    все записи »

    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    105.Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Охота на тигра8.242
    106.Могила светлячковHotaru no haka8.241
    107.Свидетель обвиненияWitness for the Prosecution8.240
    108.Невидимая сторонаThe Blind Side8.235
    109.Новые временаModern Times8.235
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Дом странных детей Мисс ПерегринMiss Peregrine's Home for Peculiar Children95.11%
    12.Фантастические твари и где они обитаютFantastic Beasts and Where to Find Them94.90%
    13.Чужой: ЗаветAlien: Covenant94.69%
    14.Свет в океанеThe Light Between Oceans94.60%
    15.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur94.60%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Брачный контрактGyeolhongyeyak1
    ПомпеиPompeii162
    Этажом вышеNext Floor5
    Коробка12
    КлеткаThe Cell62
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Экипаж8.300
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение8.045
    Книга джунглейThe Jungle Book7.508
    Несносные ледиMother's Day7.033
    СомнияBefore I Wake6.733
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War05.05
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    премьеры