всё о любом фильме:

Великий мастер

Yi dai zong shi
год
страна
слоган«In Martial Arts there is no right or wrong, only the last man standing»
режиссерВонг Кар-Вай
сценарийВонг Кар-Вай, Цзинчжи Цзоу, Сюй Хаофэн
продюсерЙи Ва «Джеки» Пэнг, Вонг Кар-Вай, Вэй-Чунг Чан, ...
операторФилипп Ле Сурд
композиторНатэниел Мекали, Сигэру Умэбваяси
художникУильям Чанг, Альфред Яу, Тони Ау
монтажУильям Чанг, Хунг Пун
жанр боевик, драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Китай  7.71 млн,    Франция  293.3 тыс.,    Корея Южная  90.8 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время123 мин. / 02:03
Номинации:
Основатель старейшей Школы боевых искусств намерен уйти на покой и передать дела достойному преемнику. Но самый лучший его ученик вынашивает куда более амбициозные планы — он намерен объединить все разрозненные школы в одну. С этой целью он вызывает на поединок лидера каждой школы и, одерживая победу раз за разом, объединяет все школы. Последней остается школа его умершего учителя, отстоять память которого на поединок выходит его дочь, тайно влюбленная в своего соперника…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.50 (19 325)
ожидание: 81% (4845)
Рейтинг кинокритиков
в мире
75%
79 + 26 = 105
6.6
в России
81%
17 + 4 = 21
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Для подготовки к своей роли Тони Люн Чу Вай тренировался в течение года по четыре часа в день.
    • Проект был анонсирован почти за 10 лет до его релиза. Такая задержка была вызвана бесконечным перфекционизмом режиссера Вонга Кар-Вая. За этот период было выпущено несколько фильмов об Ип Мане (наиболее известные из них — «Ип Ман», 2008, и «Ип Ман 2», 2010).
    • На монтаж фильма ушло более года, прежде чем режиссер Вонг Кар-Вай был удовлетворен.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1111 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В фильме показаны эпизоды из жизни Ип Мана — великого мастера кунг-фу, родившегося в конце 19 века. Он был известен мировой общественности, как учитель Брюса Ли, однако этой теме в картине «Великий мастер» практически не уделено времени. Здесь показаны его битвы с другими представителями боевых искусств, история его любви к дочери умершего учителя, а также попытки удержаться на плаву во времена больших войн и потрясений.

    Все люди разные. И совсем не удивительно, что разные режиссёры могут снимать разные фильмы, которые в свою очередь предназначены для столь же разных зрителей. Поэтому нет ничего странного в том, что фильм «Великий мастер» не смог меня восхитить, поразить или затронуть какие-либо струнки моей души. Тому есть много причин. Во-первых, типично азиатская эстетика, непривычная глазу, «воспитанному» на американском, российском или, в крайнем случае, европейском кино. Повествование здесь рваное, персонажи очень быстро начинают путаться в голове, сюжет выстроен нелинейно, а некоторые из событий производят впечатление совершенно необязательных или даже откровенно лишних. Во-вторых, центральный герой повествования Ип Ман, который лично мне столь же интересен, как например, Валерий Харламов простому китайскому торговцу рисом — ну то есть, «да вроде был такой, что-то слышал, ну давайте посмотрим». И, наконец, в-третьих, полное непонимание мною специфики, традиций и эстетики любых видов боевых единоборств, будь то кунг-фу, ушу или капоэйра.

    Однако, несмотря на всё вышеперечисленное, моя оценка картине «Великий мастер» всё равно будет достаточно высокой. Просто потому, что я увидел на экране не просто попытку осмыслить и отразить важный для режиссёра культурный, социальный и исторический феномен, но и преподать его зрителю в красивой, эстетичной, радующей глаз оболочке. Фильм «Великий мастер» может похвастаться совершенно крышесносящими визуальными эффектами и практически идеальным композиционным построением каждой сцены. Есть такая расхожая фраза: мол «хоть каждый кадр распечатывай и на стену вешай». Так вот это как раз про «Великого мастера». Ну и плюс к этому из сюжета, пусть местами рваного и невнятного, всё же вырисовывает некая мораль — всегда быть сильным, всегда стремиться стать лучшим, никогда не сдаваться, в любой ситуации оставаться человеком и тому подобное.

    Таким образом, в лице «Великого мастера» мы имеем невероятно красиво оформленную вечную и всегда актуальную тему, подкреплённую историко-социальным азиатским контекстом и биографическими событиями из жизни реально существовавшего персонажа. В принципе, советую, хоть и далеко не каждому.

    8 из 10

    10 июля 2014 | 08:46

    При просмотре становится жалко что оператор этого фильма какой-то Филипп Ле Сурд, а не тот кудрявый дяденька из Австралии, очаровавший меня своими кривыми кадрами с яркими красками. Ле Сурд, создавший изображение сильно напоминающее классическую европейскую живопись, конечно же тоже хорош, но воспоминания о кудрявом дяденьке не дают покоя.

    Испольнителя главной роли Тони Люн Чу Вая после этого фильма можно назвать «китайским Де Ниро или кем-то ещё». Он здесь практически ничего не делает, но смотреть на него безгранично интересно. Чжан Цзыи тоже хороша-её милые глазки никого не оставят безразличным. Спасибо осветителям за искорки в глазах.

    Экшен-сцены великолепны, но не настолько — как их описывают в официальных рецензиях. В целом-фильм хорош. Сначала вызывает сомнение, потом привыкаешь и хочется ещё.

    7 июня 2013 | 19:36

    Кино вышло чисто поэтическое (как и многие другие фильмы режиссера), а такое кино не всем по душе. Ладно бы поэтический реализм, это одно дело, а тут поэтический Уся, так сказать. Но на самом деле это не уся, это скорее историческая драма о философии кунгфу в которой автор попытался отобразить разных реально существовавших мастеров, разные школы. Попытался, но не осилил. Собирал информацию, ездил по всему Китаю, фильм собирался назвать «Великие мастера», а не мастер. Видимо что-то не задалось и Кар-Вай решил ограничить себя из-за чего некоторые эпизоды (как со шпионом-парикмахером) слабо вписываются в общую канву повествования, а сам сюжет по сути крутится вокруг любовной истории. но не смотря на всё это автор здесь показал свою руку великого мастера, он сделал такой фильм, какой мог сделать только Кар-Вай. Поэтическое кино о кунг-фу, где вы такое видели? А ведь это пожалуй самая очевидная форма для киноразговора на эту тему.

    P.S.

    Какой же всё-таки красивый фильм

    P.P.S.

    И как все эти китайские актёры умудряются быть одновременно настолько хорошими актёрами и кунгфуистами (или как это называется)???

    8 из 10

    9 августа 2014 | 03:11

    Фильм дышит любовью. Любовью к мирозданию, Китаю, его истории и культуре, его людям. Конечно, к кунг-фу. Не как спорту и поединкам, хотя и это тоже, но как образу мыслей и действий и кодексу чести.

    Наверное, чтобы лучше понять Вонга Кар Вая, нужно быть китайцем. Но как европеец увидела щемящую душу красоту, изысканное благородство формы, философскую наполненность высказываний, красивых людей, поэзию любовного настроения. Море чувственности, которая разлита в фильме вопреки лаконичной и сдержанной манере киноповествования. Очень много крупных планов, на которых лицо и душа суть одно и то же. Эта открытость обезоруживает. Много уникальных поединков сквозь весь фильм от начала до конца, которые оставляют ощущение дикой первобытной мощи и хореографической грации одновременно.

    Уникальный стиль, своя эстетика. Роскошная музыка. Чем-то все время напоминает музыкальные темы саги «Однажды в Америке». По сути «Великий мастер» тоже сага. Китайских актеров знаю неприлично плохо, только мельком Цжан Цзы и, конечно, Тони Люна Чу Вая по нескольким хитам. Тони Люн очень хорош и органичен, но на меня и большинство больших и маленьких актерских работ произвели самое положительное впечатление.

    Смотреть обязательно, хотя бы просто приобщиться к Красоте и Смыслу.

    1 июня 2013 | 18:11

    Перед просмотром, естественно, как и многие, смотрел трейлер и читал вот это описание: «Основатель старейшей Школы боевых искусств намерен уйти на покой и передать дела достойному преемнику. Но самый лучший его ученик вынашивает куда более амбициозные планы — он намерен объединить все разрозненные школы в одну. С этой целью он вызывает на поединок лидера каждой школы и, одерживая победу раз за разом, объединяет все школы. Последней остается школа его умершего учителя, отстоять память которого на поединок выходит его дочь, тайно влюбленная в своего соперника…"

    А посмотрев задался вопросом, в чьем воспаленном мозге родилось это описание, может очень сильно не удачный перевод…? Содержание фильма абсолютно не соответствует этому описанию, точнее про великого мастера уходящего на покой и бой с дочерью верно, но в остальном — полный бред.

    Фильм снят очень красиво, чего и можно было ожидать от Вонга Кар-Вая. Бои поставлены и сняты прекрасно, сочетая в себе последние тенденции жесткости европейского и американского кино и красивую «сказочность» китайских лент. Есть и философская составляющая… Однако, фильм оставляет ощущение бесцельности… Повествование описывающее жизненные перипетии нескольких героев, некоторые из которых кажутся абсолютно лишними… и незаконченными…

    Результат — фильм не биография, не драма, не файтинг… Настолько же скучный, насколько и красивый, неимоверно затянутый…

    Создается впечатление, что делали два разных фильма, но из-за каких-то странных обстоятельств на монтаже сделали один… Возможно это ощущение родилось из-за того, что нам предлагали более широко взглянуть на биографию Ип Мана в временно периоде, но это и сыграло злую шутку с фильмом… В байопике лучше выбрать конкретный, небольшой, период, тогда историю можно раскрыть для зрителя наиболее полно, как, например, это сделано в Али.

    22 июля 2013 | 00:09

    Вслед за двумя другими здравствующими китайскими классиками — Ангом Ли и Чжаном Имоу — кино про кунг-фу снял и Вонг Кар-вай. Зачем, спрашивается? А это тренд такой у китайцев, национальный. Надо полагать, у нас в кинозалы потянулись не только фаны режиссера, но и поклонники восточных единоборств. Кто получил большее удовольствие — отдельный вопрос. Насколько я знаю, у них настолько разные интересы, что вероятность соединения в общем экстазе равна приблизительно нулю. Во время просмотра первый коммент, всплывший у меня в голове, звучал, кажется, так: «Нашла коса на камень».

    Преисполненный пафоса эпик о великом китайском мастере «вертикального положения», по ходу фильма лично экспертирующем разрозненные и многочисленные школы единоборств, поражает своей невозмутимостью. В том смысле, что не делает никаких попыток завладеть вниманием зрителя, ну разве что за исключением искусно смонтированных костоломных сцен. А все свои фирменные образы, вплоть до сигаретного дыма (хотя фильм вроде как бы «спортивный»), располагает между ними, не особо заботясь об их интеграции.

    Прежде чем приступить к съёмкам, основной актер Кар-вая Тони Люн тренировался целый год по 4 часа ежедневно. Благодаря такой подготовке он довольно уверенно держится в кадре в мужских сценах, но оценить по достоинству его мастерство не представляется возможным, так как все поединки смонтированы посредством мелкой нарезки, как клипы. Полагаю, что для адекватного исполнения Ип Мана понадобилось бы несколько больше времени для тренировок, лет эдак 20-30, но спасибо Тони Люну и за год кропотливой работы.

    Ип Ман в Китае известен не меньше, чем у нас Гагарин или Харламов, потому хотя бы, что фильмов про него там сняли куда больше, чем у нас о вышеупомянутых легендах и супергероях. В Китае это кино ждали почти столько же, что и у нас последний фильм Германа. Но даже продолжительная отсрочка премьеры не помешала почти восьми миллионам китайцев отправиться в местные кинотеатры. Их не остановило даже то, что пока Кар-вай вынашивал этот замысел, а потом долго и кропотливо над ним работал, в Поднебесной уже другая команда успела снять целую трилогию о великом мастере. В России куда больше знают не столько самого Мана, сколько его главного ученика — Брюса Ли, чье многозначительное высказывание «Мастер живёт не ради чего-то, он просто живёт» размещено тут в эпилоге картины.

    Мировая коллекция кун-фуистских картин насчитывает несколько тысяч единиц, снять что-то новое затруднительно даже специалистам этого жанра. Но Кар-вая это ничуть не демотивировало. Похоже, что он решил брать красотой изображения, снимая поединки то под дождем, то во время снегопада. И они получились божественно прекрасными, даже притом, что снимал их не самый выдающийся оператор Филипп Ле Сурд. Скорее всего, главная заслуга в этом принадлежит Ву-Пин Юэну, который ранее курировал бои на съемках «Матрицы» и «Убить Билла».

    Это в наименьшей степени биографический фильм, а в наибольшей — фотоальбом с движущимися картинками. На них запечатлены не столько герои фильма (в оригинале, кстати, он называется «Великие мастера»), и даже не перипетии их судеб, сколько исторический фон — преимущественно четвертое десятилетие прошлого века, омраченное японской оккупацией Китая. Это кино производит впечатление своим размахом и какой-то чисто китайской самостью, но почти не трогает на уровне эмоций, во всяком случае, автора этих строк. Поэтому два часа с хвостиком оказались для меня не самыми лёгкими, и тоже напомнили своеобразный поединок, которому, казалось, не будет конца.

    Похоже, с Кар-ваем повторилась та же история, что раньше приключилась с Кустурицей и Альмодоваром, в какой-то момент начавших копировать свой собственный стиль. Мастеровитость у обоих ещё вроде как остаётся, но чувства и энергия уже куда-то подевались.

    3 июля 2013 | 18:38

    1937 год. В город Фошан прибывает непревзойдённый старенький мастер северных боевых искусств Гон Ютян. Он хочет уйти на покой и передать своё наследие самому сильному преемнику. Поэтому устраивает турнир, больше похожий на выяснение отношений, северное или южное кунг-фу сильнее. В единодушном порыве учителя разрозненных кунг-фу училищ представителем «южан» выбирают легендарного Ип Мана, не принадлежащего к какой-либо школе, но желающего объединить их все. Ему удаётся победить Ютяна, но дочка его, Гон Эр, не согласна, и вызывает Ип Мана на реванш. А там уж и японо-китайская война начинается…

    В медлительности, известному на поле мелодрам, гонконгскому режиссёру Вонгу Кар-Ваю не откажешь. Снимая без сценария, долгие годы он может просто тянуть время и нервы съёмочной группы (которая, правда, уже привыкла к такому графику), ожидая вдохновения на эпизод, а под конец взять, и весь фильм решить переснять. Вот и в этот раз, бросив клич о желании снять кино о боевых искусств (напомню, что прошлая его попытка от 1994 «Прах Времён» особого успеха не снискала), процесс затянулся на долгих шесть лет. Мало того, после представления готовой версии фильма, некоторые актёры обиделись, что очень многое с их участием повырезали. Поэтому фильм после этого ещё несколько раз перемонтировали. Пока его в очередной раз монтировали, одна из возможных финальных версий попала в сеть, и уже разочаровались фанаты Вонга, вылив на фильмец ушат помоев. А чего уж там они разочаровались, я не знаю. На проверку двинул сегодня после самоличного приезда режиссёра в Москву с финальной версией фильма, которая из «Великих мастеров» по ходу переименовалась в «Великого мастера».

    Начинается он реально как фильм про кунг-фу, (повторюсь) фантастически красиво снятый фильм про кунг-фу!, где Ип Ман в исполнении Тони Люнга очень напоминает помесь Фонга Фей Хунга с Томасом «Нео» Андерсоном, раскидывающим противников под проливным дождём, словно полчища агентов Смитов. Бои, к слову, ставил тот самый легендарный Юэнь Ву-Пинг («Матрица» «Крадущийся Тигр, Затаившийся Дракон»). И если уж говорить на чистоту, то к ним у меня больше всего претензий. Картинка, безусловно, превосходная, и вылизанная как яйца у котэ, но за всеми этими красивостями и монтажными склейками практически не видно самого «мяса». Шмяк — летит пятка в морду, кап — падает капелька крови в лужу, и т. д. Да одна единственная боевая сцена Мишель Йео с Чжан Цзыи в «Крадущемся тигре» делает в плане драйва весь данный фильм. Хотя в эффектности «Мастеру» не откажешь. Постоянный оператор Вонга, Кристофер Дойл, хоть и отделился, но заменивший его Филипп Ле Сурд справляется очень хорошо.

    Но перевалив за первые полчаса, традиционный «тыщ-тыщ»-боевик начинает трансформироваться во что-то более пространное и сложно сочинённое. Что и следовало, в общем-то, ожидать (в «Прахе» всё было не менее глубокомысленно). Начинается война, и всех героев, которыми фильм прям-таки оброс (одну линию я даже из виду упустил), обстоятельства раскидывают кого куда (кто предаёт, кто пытается обосноваться в новых условиях, а кто и счёты сводит). Практически начинается уже совсем другое кино, которое лично мне напомнило о давнем шедевре Бертолуччи «Последний император». Здесь также наступают неумолимые перемены, и если в самом начале ещё можно было понастальгировать по видеокассетным просмотрам «Однажды в Китае» и прочих монахах Шаолиня, с их традиционными палками, одёжками и косами (в меньшей степени), то далее обстановка вокруг героев стремительно меняется (военные 40-ые, послевоенные 50-е). С одеждой меняется и культура, и практически никому уже нет дела до всех этих боевых техник тай-чи и завоёванных титулов мастера всех времён. Древние традиции и искусство боя умирают вместе с их последними носителями, которые начинают уходить один за другим в историю, пожрав друг друга и самих себя, как последние динозавры, а за честное убийство в процессе боя теперь могут и в тюрьму упечь. В «Великих мастерах», на мой взгляд, идея праха времён подана даже собранней прошлой попытки (хотя, тот фильм был о другом), т. к. драму среза времени проще оценить на глаз, ведь подобное вполне может случиться с любым человеком и страной.

    Я не скажу, что прям поразился. Да, здесь много линий, и про всех у режиссёра есть желание рассказать. И в этих метаниях фильм откровенно подзатягивается. Но обвинить Кар-Вая в маразме или там пропаже вдохновения у меня не получается. Вполне зрелое кино для человека, «со своей колокольни» подошедшего к нетрадиционному для себя жанру.

    8 из 10

    9 июня 2013 | 02:06

    Старый мастер Гонг, посвятивший всю свою жизнь делу объединения различных стилей кунг-фу в единую школу, решил уйти на покой, чтобы дать дорогу молодым и сделать одного из лучших учеников Ма Сана своим духовным наследником. Прежде чем объявить о своём решении он намерен провести показательный бой с сильнейшим мастером юга, дав южанам возможность самим выбрать такового из своих рядов. Выбор пал на Ип Мана. Мастеру Гонгу была хорошо известна восточная мудрость «Лучший способ победить — уклониться от боя» или «Лучший бой тот, который не состоялся», а потому он заменил бой физический на интеллектуальную битву, в которой решил признать своё поражение, сохранив при этом своё лицо. Ведь ещё Эпикур говорил, что «В философских спорах выигрывает побеждённый, ибо приобретает новую мудрость». И лишь дочь старого мастера чувствовала себя оскорблённой, решив отомстить за поражение отца, применив главное женское оружие — хитрость.

    В новой картине Вонг Кар-Вай ни на йоту не отклонился от своего фирменного стиля. Он всё тот же перфекционист, требующий и добивающийся совершенства во всём, будь-то: визуальный ряд, музыкальное оформление, костюмы, декорации, операторская работа, боевые сцены, превращённые в настоящие танцевальные номера. Всё это делает его фильмы по-настоящему художественными, а самого Кар-Вая артистом в широком смысле, как человека искусства.

    Этот фильм вовсе не о кунг-фу, точнее не столько о кунг-фу, как одном из видов боевых единоборств, где удары наносятся руками и ногами, либо парными ножами или длинным шестом. Главное здесь — философия кунг-фу, базирующаяся на «Кодексе чести мастера боевых искусств». Основная идея этой философии выражена в следующих словах «В восточных единоборствах не существует правильного или неправильного — главное остаться на ногах» или, как часто повторяется в фильме, «Всего два слова — лежишь, стоишь». Эти слова, в равной степени, можно отнести к самой жизни, которая и есть непрерывная борьба, где главному герою удавалось всю жизнь оставаться на ногах, в отличие от павшего Ма Сана, ибо что может быть ниже, чем предательство своей родины?

    Эту картину можно назвать настоящей сагой «Однажды в Китае», по аналогии с известным американским кино, поскольку в нём рассказывается о судьбе человека на переломе истории. Родившись в эпоху правления династии, он пережил первую республику, военную диктатуру, японское вторжение, гражданскую войну и, наконец, оказался в Гонконге. Конфуций говорил: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», а сколько их было в жизни героя, но он твёрдо стоял, а не ложился.

    Этот фильм вносит свою лепту в дело превращения реального человека Ип Мана, весьма уважаемого в Китае, в легенду, поэтому вполне объяснимо, что диалоги героев почти полностью состоят из многозначительных фраз, а не пустой болтовни, дабы придать зрелищу эпичности. Здесь они смотрятся вполне уместными и воспринимаются подобно поэзии, конечно же, неизбежно утратив часть своих смыслов при переводе.

    Совершенно невозможно представить картину Кар-Вая без любви и она безусловно здесь есть, пусть и безответная, ибо не может человек-легенда изменять любимой жене, но дочь старого мастера Гонга, сыгранная Чжан Цзыи, пронесла её через всю жизнь, раскрыв тайну лишь в зрелые годы. Появление в фильме агента гоминьдана Лезвие с которым, казалось бы, могли завязаться серьёзные отношения, лишь подчеркнуло тот факт, что сердце красавицы давно несвободно. Актриса очень хорошо показала все скрытые чувства своей героини.

    Роль Ип Мана исполнил Тони Люн Чу Вай — постоянный соавтор фильмов Вонга Кар-Вая. Его сдержанная манера игры и загадочная улыбка весьма убедительны, хотя внешнего сходства с прототипом и нет. Главный герой родился и вырос в не бедной семье из Фошаня, что в южно-китайской провинции Гуандун. Он женился на девушке из рода имперского министра. С 7-и лет занимался кунг-фу и его основной целью было убрать из него всё лишнее, оставив лишь три движения: удар, укол, защита. Ип Ман создал свою школу, с годами ставшую всемирной ассоциацией кунг фу. Одним из учеников его школы был Брюс Ли, хотя об этом и не говорится в фильме, но зато приводится его цитата.

    При всех несомненных достоинствах картины, есть в ней некая недосказанность, по всей видимости вызванная необходимостью уложиться в жёсткие рамки хронометража. Возможно, стоит надеяться на появление расширенной режиссёрской версии, благо отснятого материала хватило бы ещё на одну серию, но и в представленном виде картина представляет несомненную художественную ценность.

    9 из 10

    11 июля 2013 | 18:38

    Я очень люблю Вонга Карвая, Тони Люна и боевые искусства. Всё это однажды уже сочеталось в фильме «Прах времён», отнюдь не являющемся боевиком. Кино Карвая — это симфония чувств, Тони Люн — его излюбленный виртуозный солист, но он не боец, а речь о мастере вин-чунь Ип Мане, известном как учитель Брюса Ли и недавно прославленном в шикарной кинотрилогии с Донни Йеном (действительным бойцом) и великолепными боями. На этом фоне возникает естественный вопрос: так что же хочет предложить нам Карвай такого, что готовил десять лет?

    Художественная сторона фильма проработана настолько искусно, что на ум невольно приходит Чжан Имоу, но это сомнительный комплимент, поскольку большинство фильмов последнего не имеют никаких иных заслуг, а порой, кажется, и цели, нежели показ очень красивых картинок. Однако к драгоценному камню вполне уместна роскошная огранка, так что почти вычурная изысканность сцен, освещения, костюмов, жестов для данного фильма, пожалуй, всё-таки плюс.

    Отдельной похвалы также заслуживает работа звукорежиссёров, создающая акустические впечатления, соответствующие состояниям боя. Крайне советую смотреть этот фильм на хорошей аппаратуре с сабвуфером — в таких условиях картина приобретает дополнительное измерение, позволяя практически почувствовать удары за счёт низкочастотных вибраций. И это просто великолепная находка!

    Но дальше начинаются разочарования… лишь по размышлении оказывающиеся оригинальными особенностями.

    Во-первых, Тони Люн неубедителен в роли мастера боевых искусств не только с точки зрения западного клише, но и восточного: у него слишком мягкий взгляд, очаровательная улыбка и беззаботное отношение. Однако, учитывая мастерство актёра и режиссёра, вероятно, так и задумано в попытке донести в присущей Карваю романтично-драматической манере то, что уже показал нам в комической интерпретации Стивен Чоу в фильме «Разборки в стиле Кнуг-Фу»: мастера у-шу в жизни обычные люди, порой неприятные или даже жалкие, так почему бы им не быть баловнями судьбы. В поддержку этой версии выступает и то, что потрепанная жизнью курильщица опиума оказывается мастером багуа, а престарелый бухгалтер — мастром син-и.

    Во-вторых, хотя бои в фильме занимают достаточное место, они не соответствуют классической подаче, позволяющей искушённому зрителю насладиться красотой техники и приёмов. Не подумайте плохого — ставил их сам Юэн Ву Пин, но этот мастер может удовлетворить самые разные режиссёрские запросы: от технически реалистичного «Пьяного мастера» через компьютерно фантастичную «Матрицу» до постмодерновского с боевой точки зрения «Убить Билла 2». К сожалению, в последние годы техническая правдоподобность драки в боевиках стала необязательной — главное произвести впечатление крутизны, и данный фильм с виду следует этой досадной новой моде. НО. Кунг-фу — это искусство жить тем, что делаешь. Техника — удел ремесленников, а речь о великих мастерах. Мастерство же проявляется в нюансах, мелких деталях, и этот аспект тут показан очень хорошо. Великие мастера соревнуются не в умении зарядить друг другу в челюсть или по печени, а в более тонких и ювелирных вещах, таких как надломленная лепёшка или подавшаяся доска пола. И это концептуально.

    В-третьих, диалоги между героями кажутся бессмысленными: они не общаются, а вещают, будто это состязание цитат. Но думаю, и это сделано специально. У режиссёра не было намерения раскрывать чьи-либо характеры или отношения, зато необходимо было оформить ряд важных для раскрытия темы философских сентенций, вот он и использовал их, вложив в уста героев вместо диалогов. По сути, мастерам не о чем между собой говорить, они познают эти истины на практике, но зрителю о них за два часа иначе, нежели в вербальной форме, не сообщишь.

    В-четвёртых, в импрессионизме сюжетной линии Карвай переплюнул все свои предыдущие творения. Биография Ип Мана и история Гонгконга втискиваются в пару фраз в формате сносок, так что у мало осведомлённого о них зрителя возникают разрывы в восприятии сюжета. Основное же место занимает повествование о малозначительном (если вообще реальном) знакомстве Ип Мана с Гонг Эр, мастерицей с Севера, которая кончает свою жизнь довольно печально, а вместе с этим кончается и фильм. Её история проработана гораздо лучше, чем собственно Ип Мана, а при чём там был Лезвие, вообще трудно понять. Кто-либо настроенный менее благосклонно мог бы сказать, что сюжет, как таковой, просто отсутствует. Но я и тут нашла определённый умысел.

    Не зря же киноработы Карвая классифицируют как арт-хаус — по крайней мере, если он что-то выдумывает, то делает это ради чистого искусства, в отличие от скандально-невежественных голливудских версий известных историй. Хотя симпатия удачно женатого Ип Мана к этой даме заставила меня заподозрить Карвая в голливудских грешках, к счастью, мои опасения не оправдались — никакого романтического развития это знакомство не получило. Думаю, целью Карвая было обратное: не спекуляция на известной истории ради выдуманной сенсации, а скорее использование известной истории, чтобы привлечь внимание к более широкой теме, нежели личности героев.

    То есть фильм на самом деле не об Ип-Мане, а о мастерстве у-шу как таковом. Представленные персонажи скорее рисуют общую картину развития боевых искусств на тот исторический момент, а Ип Ман выступает чем-то вроде персонажа-наблюдателя, как герой того же Тони Люна в более раннем фильме Карвая «2046»: главные события вращаются не вокруг него, он — лишь винтик в некой общей схеме.

    Возможно даже, история Гонг Эр олицетворяет собой общее положение в мире боевых искусств на тот момент: расцвет традиционных стилей, сменившейся, к сожалению, общим упадком — их коммерциализацией и популяризацией (сегодняшнее спортивное у-шу противопоставляется традиционному, и далеко не в лучшую сторону). Поэтому печальная кончина героини, к которой неизбежно приводит выбор ею принципов чести против новых веяний компромисса во имя денег и власти, представляемых её братом, может олицетворять собой конец эры господства традиционных боевых искусств (и традиционных ценностей).

    Но главное — общее ощущение от фильма: на следующий день встаёшь и начинаешь понимать, насколько резко и дёргано двигаешься в обычной жизни, возникает желание быть очень внимательным, экономным и плавным. А ещё появляется вдохновение заниматься и совершенствовать свои умения в этой сфере (я вспомнила 3 стиля, которыми давно не занималась), и это для меня главный признак отличного кино о боевых искусствах. В соответствии с жанром, тут использован не традиционный реалистичный подход, а образы, намёки и импрессионизм, но в итоге получилось нечто гораздо более глубокое и объёмное, чем просто техничные драчки: Карваю удаётся передать зрителю в этом фильме само состояние кнуг-фу.

    Так что, невзирая на много недоумения во время просмотра, по отстоявшемуся впечатлению — 

    9 из 10

    4 января 2014 | 03:50

    Китайские фильмы про Кунг-фу всегда были популярны во всем мире и не удивительно, что даже сейчас их продолжают снимать. Тем более что если это фильм про легендарного Ип Мана.

    Продолжая славные традиции 80-х (или до и после годов) Вон Карвай взвешенно преподносит главные составляющие подобного жанра. Большую часть хронометража заполняя, логично присутствующими здесь схватками, они не «перетягивают одеяло» на себя, не появляются без причины и по любому поводу в любом удобном случае, а грамотно разбавляют повествование, держа напряжение или интерес. Являясь в большей степени фильмом про боевые искусства, про них стоит сказать лишь то, что поставлены они на должном уровне.

    Стоит отметить, что для зрителя не привыкшего к столь незаурядному количеству главных и второстепенных героев, может отпугнуть стремительность событий, в которых они участвуют, к тому же постоянно изрекающие философские высказывания, иной раз в самых рядовых репликах. И зрителя не увлекающегося восточными единоборствами, фаната, решившего посмотреть очередной фильм Карвая, будет явно обескуражен вышеперечисленным. Как и тем, что подобного Кунг-Фу фильма у режиссера прежде не было.

    Но самое интересное открывается когда понимаешь что «Великие мастера» выполнены в, как бы это странно не звучало, в стиле Вон Карвая (Любовное настроение). Золотистые тона, плавные движения камеры в лучших традициях кинооператора Кристофера Дойла. Спокойная, но приятная музыка, медитативно льющаяся на картинку. Терпеливое повествование, красивое и медлительное. Романтические отношения, поставленные с истинно восточной грацией, только приятно дополняющие общее повествование.

    Философичность фильмов о восточных единоборствах и стиль Карвая причудливым образом сталкиваясь, создают потрясающий, можно сказать новый, образ Кунг-фу фильмов. Словно две части мозаики гармонично складываются в единый узор. И появляется назойливая мысль о том, что такие фильмы, только так и надо снимать.

    3 апреля 2013 | 11:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 425 руб.
    подробнее

    Новости


    Влюбившись, по его собственному признанию, в энергетику Лос-Анджелеса, где он снимал свой «Драйв», датский постановщик Николас Виндинг Рефн решил вернуться в Город ангелов для работы над лентой «Неоновый демон» (Neon Demon), ведущие роли в которой сыграет ансамбль молодых актрис. (...)
     
    все новости

    Статьи


    В ожидании 86-й церемонии вручения премии «Оскар» КиноПоиск составил путеводитель, который позволит поближе познакомиться с номинантами в основных категориях, а также вспомнил тех, кто остался в этом году без номинации, но заслужил ее не меньше других — от Тома Хэнкса до Даниэля Брюля(...)
     
    все статьи

    Репортажи


    25 мая состоялась премьера фильма «Великий мастер», которую посетил режиссер картины Вонг Кар-Вай. Представляем видеорепортаж с мероприятия. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Огромное количество возможностей бесплатного обучения может сбить с толку. «Киносрез» в Московской школе кино фокусируется на национальных кинематографиях и проходит в формате лекций с просмотром кино. 9 апреля в МШК выступит Александр Роднянский (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1121 897 634
    2.Город героевBig Hero 620 124 166
    3.ИнтерстелларInterstellar15 341 167
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To14 076 545
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 836 019
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1471 709 883
    2.ИнтерстелларInterstellar126 180 648
    3.Город героевBig Hero 632 876 559
    4.Уиджи: Доска ДьяволаOuija28 470 418
    5.SuperняньBabysitting25 806 085
    20.11 — 23.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 985 283792 984
    Деньги751 976 261 руб.178 289 393
    Цена билета251,89 руб.9,79
    20.11 — 23.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    1.Побег из ШоушенкаThe Shawshank Redemption9.206
    2.Зеленая миляThe Green Mile9.158
    3.Форрест ГампForrest Gump9.012
    4.ИнтерстелларInterstellar8.939
    5.Список ШиндлераSchindler's List8.894
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Чем дальше в лес...Into the Woods93.17%
    22.Черная мессаBlack Mass93.08%
    23.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron93.06%
    24.МордекайMortdecai92.88%
    25.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service92.88%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    РонинRonin20
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar5
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 22
    Голодные игры: И вспыхнет пламяThe Hunger Games: Catching Fire355
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 2359
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar
    ИнтерстелларInterstellar8.962
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.772
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 27.167
    SuperняньBabysitting7.149
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Ёлки 191425.12
    премьеры