всё о любом фильме:

Девушка и смерть

год
страна
слоган-
режиссерЙос Стеллинг
сценарийЙос Стеллинг, Берт Рейкелейкхёйзен, Ирина Трофимова
продюсерАнтон Крамер, Йос Стеллинг, Авро, ...
операторГурт Хилтай
композиторБарт ван де Лисдонк
художникГерт Бринкерс, Андреа Шайн
монтажБерт Рейкелейкхёйзен
жанр драма, ... слова
бюджет
$3 500 000
сборы в России
зрители
Россия  13.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время127 мин. / 02:07
Николай возвращается в заброшенный отель, где пятьдесят лет назад он встретил свою единственную любовь. Охваченный воспоминаниями, он заново переживает трагическую историю своей юности, являясь одновременно рассказчиком и героем повествования. Действие разворачивается в трех временных пластах — в конце XIX века (времена юности героя), в пятидесятые годы XX века и в наши дни
Рейтинг фильма
IMDb: 6.40 (455)
ожидание: 96% (389)
Рейтинг кинокритиков
в России
56%
5 + 4 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 383 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    24 апреля в рамках фестиваля «Другое кино» в Санкт-Петербурге состоялась премьера фильма «Девушка и смерть» голландского режиссера Йоса Стеллинга. Картина рассказывает историю человека, едущего из Москвы в Париж для продолжения обучения врачебному делу. В одном из отелей Германии он влюбляется в наложницу некоего графа…

    Йос Стеллинг не снискал за всю свою длинную и удивительную творческую жизнь ни одной громкой кинонаграды: всего лишь две номинации на Каннском и Венецианском фестивалях, что является несколько странным, ведь Стеллинг — истинный живописец, поэт, новатор. Его творчество исполнено грандиозной глубины — неподдельной, истинной. Современники называют его Стеллини, намекая на сходство с мэтром итальянского кино Федерико Феллини.

    В последнем фильме Йос Стеллинг обращается к классическому сюжету европейской живописи «Смерть и Дева», выражая посредством этого свою главнейшую тему, идущую через все его картины — тему забвения. Мерно тянется состав сквозь печальный зимний пейзаж. Немолодой доктор сжимает в руках букет белых роз. Рядом помещается томик стихов Пушкина на французском языке. Проводник сурово требует документы. Остановка. Мужчина поднимается и сходит с поезда, оставляя паспорт на своем месте… Так начинается картина.

    Камерная по форме, в своей сути — эпохальная постановка, эдакая ретроспектива жизни. Йос Стеллинг в одном интервью, отвечая на вопрос о причине столь пристального внимания к России, сказал, что только в этой стране меланхолия стала одной из форм искусства. В последнем фильме режиссер достиг этого идеала. «Девушка и смерть» — это запечатленная меланхолия, осязаемая печаль, разлитая по полотну человеческого бытия.

    Чеховская драма о любви и ее недосягаемости, лишенная многословности, она ненавязчиво касается ее участников, скользя по их очертаниям, всматриваясь в их судьбы, наблюдая развитие человеческой трагедии. Николай, которого сыграл Леонид Бичевин и Сергей Маковецкий, русским юношей впервые оказывается в одном из замков Тюрингии. Он еще не знает, что этот дом станет тем местом, куда ему суждено будет возвращаться до конца своих дней: юношей, молодым человеком, зрелым мужчиной и, в конец концов, стариком… Поэма о вечном возвращении, герои которой подобно античным стоикам печально созерцают развитие своих судеб, зная наперед, чем все закончится. Сквозь весь фильм тянется наполненное грустью и чувством иллюзорности стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье, / Передо мной явилась ты…»

    «Жизнь скоротечна. Нам останутся хорошие воспоминания», — так говорит Элиза Николаю. Кровати, отдельные номера… И жизнь состоит из пробуждений и вечных возвращений. И ничего не меняется. И все увядает. Николай поет Элизе русскую колыбельную. Все погружается в сон. Все исчезает. Люди, слова, музыка, вещи… И была ли жизнь?

    3 ноября 2013 | 17:34

    Любовь, она же все разрушает (с)

    Любовь — удивительное, необыкновенное и необъяснимое чувство, которое обрушивается на каждого в этом мире. Захлестывает с головой, переполняет, рвется наружу. Не поддается контролю разума. Приходит и уходит, приносит блаженство и боль. Но как же сложно найти того, кто сможет это чувство разделить с тобой. Те счастливцы, которые все-таки находят свою половинку, чаще всего не выдерживают ответственности, сдаются, и бегут, понимая, что потом будут жалеть.

    Николай по дороге во Францию попадает в отель, который населен людьми без будущего. Там он встречает девушку Элизу и влюбляется в нее. Она не может ответить ему взаимностью, т. к. «пала» под давлением владельца отеля и не может решать свою судьбу. Молодой человек пытается добиться расположения девушки и через несколько лет возвращается в отель, но встречает все тоже равнодушие. Николаю предстоит решить готов ли он сломать свою жизнь ради той, которая, кажется, ему любовью всей его жизни или стоит забыть о ней, как о страшном сне, и создать семью с другой, той кто не будет создавать столько проблем.

    Йос Стеллинг создавал свое кино по каноническим книгам русской литературы и театральным постановкам, атмосфера которых ощущается с первых же сцен. Режиссер наслаждается безысходностью, эмоциональной опустошенностью и смелостью своих героев. Стеллинг скрывает основные идеи до последних минут фильма, ушатом выплескивая все на расслабившихся зрителей.

    Сценарий содержит минимальное количество диалогов. Большая часть картины мучительно молчалива и пронизана тяжестью решений героев, но финальные сцены стоят того, чтобы потратить на просмотр два часа.

    Сильвия Хукс скрывает эмоции своей героини, раскрываясь в итоге с такой мощью и внутренней энергией, что хочется смотреть на нее бесконечно.

    Леонид Бичевич и Сергей Маковецкий играют хорошо знакомые им образы, при этом придраться к их игре не получается, да и не хочется.

    Рената Литвинова привносит необходимую живость в постановку, если бы не ее героиня пережить первую половину картины публика смогла с трудом.

    Композитор фильма написал саундтрек картины, соединив его музыку с классикой, которая максимально детально и точно передает настроения героев, ситуаций и времени. Музыка спасает фильм от отсутствия эмоций, переполняя собой все.

    «Девушка и смерть» — картина перевертыш, которая поначалу прикидывается подражательной, а в итоге вырисовывается в размышления авторов о превратностях любви.

    16 мая 2013 | 14:25

    Сергей Маковецки едет в вагоне поезда, в руках у него томик поэзии Пушкина и белые розы. У него печальный взгляд и уже не молодое лицо, мне кажется, почти каждый начитанный человек в нашей стране именно так представлял себе образ русского интеллигента. Он человек, будто сошедший со страниц романов русской классики. Его можно встретить у Достоевского и Толстого, у Пастернака он так похож на его доктора. И Йос Стеллинг режиссер голландского происхождения сделал его таким близким именно русской душе. Однако он не лишил кино заподноевропейскими характерами и культурой. Элиза не русская девушка да и узнать в ней тургеневскую нельзя. Но это как нельзя больше приближает нас к ней.

    Тема запретной и продажной любви совсем не новая в кинематографе. Но «Девушку и смерть» интересно сравнит именно с «Мулен Руж» База Лурмана. А точнее даже указать, насколько разное воплощение может получить одна и та же тема. Для Лурмана эта тема превращается в бурлеск, в яркое биение красок по глазам, в громкую музыку, сражающую своей мощью и силой, в почти что дьявольские танцы и кажущиеся такими откровенными из-за этого сцены любви. У Стиллинга все совершенно противоположно. Громкая музыка популярных песен сменяется на стройное классическое музицирование Шопена. Пышный красный становится смертельно серым и спокойным до ужаса. А резкие движения и пьяные танцы на плавные шаги и переходы по коридорам пустым и безнадежным. Голландский мастер видит рядом с такой девушкой только смерть и все вокруг напоминает ее существование, ты постоянно думаешь, что вот вот она заберет прекрасную девушку.

    Любовь здесь спасение и гибель. Но любовь нереальная, она загнана в рамки сценария, выдумана и сыграна как по-написаному. Черная любовь, что показана в этом кино видится в нем совершенно с другой стороны, то есть мы воспринимаем ее как нечто сказочное, возвышенное, романтичное. Достигается это, скорее всего, за счет крупных планов героев рядом друг с другом. Очень уж они проникновенны. И та смерть, что постоянно ходит рядом с девушкой не разделяет их никогда.

    Ощущение вечности и тишины еще больше усиливают эффект нереальности. Эта история вне времени, между строк зритель читает приблизительный конец века XIX, хотя в словах героях можно прочитать любое время. Можно поместить эту историю в любое время. И вас также будет сопровождать те же тона, та же музыка и те же люди. А тишина. Мне кажется, она тоже героиня фильма. Тишина не в плохом смысле, она и предает всем тонам и движениям, словам и поступкам эффект этой вечности. Тишина сопровождает смерть, но с ней она ужасна. А здесь тишина и смерть это скорее спокойствие.

    Самый важный вопрос о смерти здесь также можно транслировать по-разному. Режиссер сделал все, что бы не она не была такой угрожающей и мрачной, а наоборот печальной и освободительной. Смерть для них для всех это свобода и соединение. Как в лучших традициях русской классики.

    26 августа 2013 | 20:38

    Я никогда не был поклонником мелодраматического жанра, находя его пустым и банальным. Дело в том, что в большинстве мелодрам и драматических комедий основной посыл, который делают авторы, заключается в идее, что любовь может выдержать любые испытания, а влюбленные обязательно будут вместе. Однако редко можно увидеть фильм, который затрагивает проблемы и сложности, которые приходится сталкиваться мужчине и женщине, такие как социальный статус или культурные и национальные различия. эти проблемы были затронуты в драме «Девушка и смерть».

    Синопсис Молодой студент Николай по пути в Париж, где он собирается выучиться на врача, останавливается проездом в заброшенных лесах Германии в небольшом, но элитном отеле, который по совместительству оказывается публичным домом. После одной проведенной ночи в отеле Николай знакомится с девушкой Элизой, которая оказывается любимицей сутенера, владеющего этим отелем и не желающего, чтобы кто-либо прикасался к его собственности. Не понимая, в какую опасную игру ввязался, Николай все равно обреченно пытается добиться расположения Элизы.

    Игра актеров Я не могу сказать, что я остался в полном восторге от актерской игры, мечтая, что кто-нибудь из исполнителей обязательно получит награду. Нет. Я скажу, что одни актеры смогли о себе заявить, другие не дотянули. Леонид Бичевин, конечно, талантливый молодой актер, и, несомненно, в нем живет актерская жилка. Но, честно, на мой взгляд, эта роль не его. Как мне кажется, образ его персонажа должен был меняться с действием фильма, однако на всем протяжении герой как был простым и невинным мальчиком, так и остался. Кто мне действительно понравился из всего актерского состава, это сильная и незабываемая игра нашей несравненной Ренаты Литвиновой, воплотившей образ эдакой проститутки-наставницы, которая, не верит в любовь, но верит в честь и достоинство у других людей.

    Режиссура Вот, что-что, а режиссура в фильме очень подкачала. Конечно, Йос Стеллинг сам по себе очень тяжелый режиссер со своим стилем видения мира. Я не скажу, что под его эгидой «Девушка и смерть» получился некрасивым фильмом. Напротив, от картины отдает европейским стилем, однако режиссер удачно показал зрителю столкновение двух культур в лице горячей русской душу и робкого голландского сердца. Однако в режиссуре все же преобладает существенный недостаток, а именно нудливость. Честно, несмотря на то, что фильм идет два часа, у меня возникло ощущение, что прошли все пять. Режиссер не то чтобы останавливает внимание на тех или иных сценах и эпизодах, но скорее затягивает их до такой степени, что хочется просто взять и перемотать фильм.

    Сценарий Несмотря на слабую режиссуру, «Девушка и смерть» все же выигрывает за счет сценария. В сюжете фильма вступают в симбиоз сразу несколько тем таких, как разница культур, социальных положений, любовь и, конечно, прощание. В предыдущем абзаце я уже указал, что авторы сценария подчеркивают, что любовь героев изначально была обречена, т. к. робкая холодная душа голландки не смогла всецело воссоединиться в горячей душой русского парня. Конечно, на их отношениях сказался разный социальный статус, что является одним из лейтмотивов сюжетов, действие которых развивается в XIX веке. Авторы касаются также такой темы, как неизбежность прощания. Главный герой снова, и снова, и снова возвращается в отель в надежде забрать свою единственную, но лишь под конец жизни ему приходит осознание, что ему следовало попрощаться уже давно.

    Декорации и костюмы Вообще я всегда ценил фильмы, которые отличаются особой яркостью, полученной за счет художественной части, а именно, декораций и костюмов. На меня произвели сильное впечатление декорации отеля. Ты словно погружаешься в во времена Европы на рубеже веков с ее утонченной и изысканной культурой. Это ощущение было дополнено также благодаря костюмам, которые хотя и не блистали красками, но наполняли атмосферу особым теплом.

    Итог Честно, «Девушка и смерть» — это кино на любителя. Если фильм кому и понравится, то либо уточненным ценителям подобного жанра или любителям мелодрам. Но чтобы не делать скоропалительных выводов, лучше попробовать, поэтому просто посмотрите.

    7 из 10

    12 августа 2014 | 10:28

    Сразу скажу фильм понравился и тронул!

    Режиссером поднято много вопросов, которые каждый задает себе… А правильно ли я поступил тогда, а что было бы если.. .

    Фильм о том, как мы не умеем прощать и этим портим себе жизнь..

    Фильм о том как часто мы принимаем решения за других думая, что так лучше для них…

    Фильм о том, что часто гораздо легче оставаться жертвой и быть несчастным чем рискнуть всем и сделать рывок и усилие и все таки стать счастливым.

    Фильм о поступках, решениях и их последствиях во времени…

    Фильм так медленно развивается и перемещает нас от события к событию, что иногда на секунду не хватает развития, но тут ты понимаешь что эти минуты позволили в итоге прожить всю боль, обиду и надежду героев.

    Актерский состав подобран потрясающе, сомневаюсь, что его можно было подобрать лучше и с визуальной точки зрения героев и исходя из внутренней динамики каждого персонажа.

    А еще фильм о том как люди меняются ломаются, становятся злее… Николай для чего он приехал, в третий раз.. Да он победил графа, да он доказал, что и у него могут быть деньги… Но для чего с чем он ехал туда?? Что помешало ему до конца завершить задуманное? Неужели любовь уже была на столько мертва?? Нет, ведь он возвращается в отель и с этого начинается фильм… Как часто в жизни приходятся наблюдать подобные.. .

    7 из 10

    9 августа 2013 | 14:09

    Который день нахожусь под сильным впечатлением после просмотра. Очень сильные эмоции, при том, что в целом фильм вызвал во мне абсолютно амбивалентную реакцию. Не понравилось ровно настолько, насколько понравилось))

    История в чем-то зацепила, в чем-то нет. Во многом показалась надуманной, и те моменты, когда сюжет разворачивался, а душу наполняло «не верю!» серьезно раздражали)

    Но тут же буквально завораживала магия происходящего на экране. Игра Сильвии Хукс просто потрясла. Всем актерам низкий поклон за этот фильм, а эта актриса стала для меня открытием.

    Отдельные полноценные роли — у стихов и музыки, этот режиссерский ход идеален.

    Метафора с туберкулезом и игра на дуальностях жизнь-смерть, чувства-деньги, свобода-зависимость, молодость-старость, потребление-пожертвование, принятие-осуждение, доверие-избегание и т. п. — породили бесконечный калейдоскоп мыслечувствований. Ощущения обреченности и изначальной жизненной несправедливости подавляли весь фильм.

    И на стыке всего этого чего-то хотелось… Поступка героя, настоящего, а не карточного, подвига.

    Блестящая сцена с постаревшими героями поставила многоточие.

    В общем, я рада, что есть такой фильм)

    19 мая 2013 | 15:13

    Душка-Маковецкий, сменивший шапку-ушанку на элегантную шляпу, сходит на пустынный перрон. В руке — букет белых роз, за пазухой — томик Пушкина. Прихрамывая, он идет к старому кладбищу. И чудится ему мелодия Шопена, доносящаяся из глубин близрасположенного заброшенного дома. Взломав дверь подвала, пожилой врач двигается навстречу манящим фортепианным аккордам сквозь череду сырых, пропахших пылью комнат. Гулко раздаются шаги в пустоте, скрипят лестничные ступени, а давно забытая мелодия звучит все отчетливее, сливаясь в сознании мужчины с шорохом дождя, пролившегося пятьдесят лет назад за окнами этого уединенного отеля. Героем Маковецкого овладевают воспоминания о тех временах, когда у него еще было лицо Леонида Бичевина, нечаянно влюбившегося в хорошенькую куртизанку Элизу. Проклятый старый дом наполняется жизнью и готовностью вновь засвидетельствовать сентиментальную историю любви. Сердце замирает в сладком предвкушении чуда, уже совсем готового пробить клювиком скорлупу привычной реальности и вылупиться на свет божий золотой птицей эпохи романтизма. И думаешь: «Ай да Стеллинг, ай да сукин сын, ай да самопровозглашенный «обрусевший голландец»!» Ведь правда, первая попытка заглянуть в ту самую нашу загадочную душу пусть не без перегибов, но удалась. В этот раз режиссер хотел снять оду русской классической литературе, передать ее дух, не покушаясь при этом на букву. За попытку, как говорится, спасибо, но по дороге, вымощенной благими намерениями, идите сами.

    Нет, поначалу эта игра увлекает. Николай кладет на могилу своего прошлого белоснежный букет, и ты понимаешь, что вот здесь бы сборник не Пушкина, а Северянина ему подмышку, потому что по инерции начинаешь декламировать, как хороши, как свежи были розы твоей любви, и славы, и весны. Смотришь на комнату Элизы, похожую на кукольный домик, набитый нелепыми безделицами: кружевными салфеточками, фарфоровыми статуэточками, резными шкатулочками и бронзовыми подсвечничками — и невольно вспоминаешь купринское сравнение проституток с капризными неразвитыми детьми, живущими какой-то странной феерической жизнью. Потом кажется, что тут определенно есть что-то бунинское — любовь-вспышка, которая не повторяется и не забывается. Слегка недоумеваешь, как заявленный Золотой век соотносится с декадентным образом Литвиновой, но не более, чем недоумевает главный герой, которому в столовой зале вместо чая подали микстуру. А в какой-то момент атмосферная эклектичность начинает утомлять. Элиза так и не превращается в Настасью Филипповну, зато начинает явственно походить на Маргариту Готье (и почему возлюбленный не выбрал для нее камелии?), Николай же вовсе не приобретает черт, характерных хотя бы для какого-то классического героя: хоть Хитклифа, хоть Базарова — право, подошел бы уже любой вариант, лишь бы не лицезреть этот бесхребетный инфантилизм.

    Зато здесь читают «Я помню чудное мгновение…»: вместе и по отдельности, на русском и на французском, случайно сталкиваясь в коридоре и лежа на любовном ложе. Читают настойчиво, но, увы и ах, без божества и вдохновения. И кажется, что вульгарнее этого посвящения Анне Керн может быть только шопеновский ноктюрн да, пожалуй, сгорающая от любви и чахотки героиня. Такой вот навязчивый лейтмотив, к бесконечному повторению которого и свелось в итоге восприятие режиссером целого культурного пласта. Когда понимаешь, что все ранее пришедшие на ум сопоставления — не более, чем субъективное желание найти в фильме больше, нежели в него заложено, становится как-то очень грустно и стыдно за собственную наивность. А обитатели кукольного домика продолжают тем временем проживать свою искусственную жизнь: бесстрастно занимаются сексом сквозь слезы, картинно усаживаются на кровать спинами друг к другу, выряжаются в скособоченные парики, затягиваются корсетами, рисуют румянец и припудривают туберкулезные пятна на белоснежных плечах. Наверное, чтобы казаться еще более ненастоящими. И когда в глазах пожилого уже Николая застывает условное: «Мисюсь, где ты?», — ответ на ум приходит всего один: «В шестой палате». Самое забавное, что все это визуально вполне привлекательно, и, сократи хронометраж минут до пяти, фильм стал бы достойным видеорядом для какой-то из песен «Poets of the Fall». Хотя есть в картине три вещи, которыми можно любоваться бесконечно и на повторе: как Бичевина бьют дубиной по хребтине, как Литвинова непринужденно покоряет изяществом ломаных движений и… как Бичевина бьют дубиной по хребтине.

    Так вот, кино это, безусловно, красивое и даже в каком-то смысле атмосферное. То, что герои не страдают комплексами Блока и синдромами Льва Толстого, тоже простительно. В конце концов, сам Александр Сергеевич говорил, что поэзия должна быть глуповатой — так почему бы не воспринимать «Девушку и смерть» как своеобразное стихотворение на кинопленке? А потому что простить можно все, кроме пустоты. Пошлости. Банальности. В фильме Николай привозит Элизе подарок, симпатичную такую розовую коробочку, внутри которой лежит ночная сорочка. И получается, что, несмотря на свою неземную любовь, молодой врач все равно считает избранницу дамой исключительной доступности. Кем Стеллинг считает своего зрителя, подсовывая ему красиво упакованный симулякр, думать не хочется. Равно как и том, что для режиссера представляет собой русская литература, потому как кажется — нечто, покрытое пылью и паутиной, болезненное и чахоточное. Такое вот, если хотите, за державу обидно. Такую бы этому голландцу кузькину мать. Не нужно топить солнце моего патриотизма — оно потонет само, дайте время. А пока оставьте хоть что-нибудь, хоть это последнее, русскую классическую, не истекающую слюной шлюховатой Карениной и не гарцующую цирковой лошадкой по замкнутому кругу одной-единственной пушкинской строфы.

    25 октября 2013 | 18:04

    Немолодой, но всё ещё симпатичный мужчина задумчиво смотрит в окно поезда. Хмурые контролёры обращаются к нему на немецком. Мужчина показывает билет. Через какое-то время большой букет молочно-белых роз падает из рук того самого пассажира на аккуратный надгробный камень, на котором красивым шрифтом выбито единственное слово, определившее всю его жизнь: «Elise».

    На десятой минуте просмотра от невероятно сентиментального, совершенно предсказуемого фильма хочется по понятным причинам сбежать (тем более что афиша обещает чуть ли не историю первой любви русского эмигранта, что, безусловно, уже заманило в зал кучу людей), — но делать это всё-таки не стоит. Дело в том, что «Девушка и смерть» является, кажется, одной из лучших экранизаций усреднённого сюжета Достоевского. После того, как зритель найдёт связь между фильмом и Фёдором Михайловичем, жутко обыденная (хотя, конечно, не дай Вам Бог такой обыденности) и, в общем-то, не самая впечатляющая картина станет даже в каком-то смысле небезынтересной.

    В принципе, в голове читателя всегда есть набор неких штампов, ассоциирующихся с тем или иным писателем (Пушкин — письма, друзья, октябрь; Толстой — бал, война, все счастливые семьи похожи друг на друга; Есенин — берёза, птицы, водка, ну и так далее). Так вот, практически все основные штампы from Fedor Michailovich with love (кстати сказать, большую часть времени герои молчат, зато во время разговоров умудряются изъясняться на трёх языках и, более того, понимать друг друга) здесь легко обнаруживаются. Несчастная сирота, благородный рефлексирующий тип, дама непонятного происхождения с тяжёлой судьбой, размалёванные бабы, злобный старикашка, гнусный толстяк, няня — помощница во всех делах, девушка лёгкого поведения, которая была вынуждена так жить, но умудрилась остаться морально неразвращённой, — всё то, что кочует из одного произведения Фёдора Михайловича в другое, будет появляться перед зрителем в течение двух часов. Нигде не говорится о какой-либо связи «Девушки» с какой-либо книжкой этого автора, но тот факт, что Йос Стеллинг начитался Достоевского и решил снять эту картину, очевиден.

    В принципе, этот фильм любопытен с трёх точек зрения. Поклонники творчества Достоевского с привычно сильными чувствами погрузятся в атмосферу его произведений; конечно, эта картина не станет для них открытием, но два часа жизни пройдут не бездарно. Люди, склонные к сентиментальности, вряд ли будут вспоминать сюжеты «Униженных и оскорблённых» или какой-нибудь «Неточки Незвановой», — они просто будут искренне сопереживать героям, в то время как снобы будут иронично посматривать на них (что, впрочем, не делает последним чести, однако же такая реакция иногда возникает на уровне рефлексов). Ну и, естественно, любой зритель сможет получить представление о том, какой выглядит русская классика глазами среднестатистического иностранца (который, конечно, об этой самой русской классике вообще что-нибудь слышал); после гениального «Love and Death» Вуди Аллена фильм не станет открытием, но посмотреть его всё равно стоит.

    Пожалуй, самым сильным является эпизод с игрой в карты, поскольку в этой сцене режиссёр-иностранец умудрился передать что-то истинно русское. Деньги, те самые деньги, о которых писал Фёдор Михайлович, будут летать над игральным столом (ещё один его излюбленный мотив) под визг размалёванных дамочек и крик молодого человека, которому была дарована тяжёлая, но прекрасная любовь (очевидное). После этой сцены герои некоторое время будут счастливы, но в конце концов вроде бы выяснится, что смерть придёт в конце земного пути и у неё, кажется, будут твои глаза (кстати, вместо приевшегося стихотворения Пушкина и Николай, и Элиза смело могли бы читать что-то в этом духе). Естественно, сентиментальные люди всё равно запомнят медленно снятые светлые розы на могиле главной героини, а снобы будут ворчать, потому что вездесущие жёлтые сцены и набор штампов ещё не означают понимания режиссёром произведений Фёдора Михайловича, и, вообще-то, взгляд Аки Каурисмяки более необычен; впрочем, мысли о прочтении разными людьми произведений русских авторов, которые неизменно появятся после просмотра, не в пример интереснее рассуждений и тех, и других.

    7 из 10

    5 июня 2013 | 23:10

    Где-то в осенней Германии поезд останавливается на станции и с него сходит герой Сергея Маковецкого. В руках его пышный букетик, на лице смешная растительность. Он прихрамывая бредет на старое кладбище — на могиле потертое «Elise», тоскливый взгляд, и вот уже путник у дверей старого особняка, опустелого и ветхого. Из глубины доносится навязчивая мелодия, словно старых клавиш пианино энергично касаются костлявые пальчики хрупкой девицы, исполняющей этот звуковой спазм в порыве духовного обезвоживания. Музыка звучит лишь в голове героя, шагнувшего не за порог дома, а в прошлое, на полвека назад — лицо его искажает гримаса, значит пришло время воспоминаний, и Маковецкий уступит место Бичевину, а ветхое жилище вновь оживет.

    Зритель узнает, что зовут героя Николай. Он много лет назад был в этих блудных местах проездом, так и набрел на старый отель, больше похожий на пансионат при публичном доме, где Рената Литвинова с особым упоением играет саму себя в образе стареющей куртизанки, постояльцы до крайности молчаливы, к столу подают не то абсент с сахаром, не то тархун с таблетками. Вокруг все кажется странным и до икоты ненатуральным, а метрдотель тем временем, не произнося ни слова, обирает путника сверх меры, но селит в этот меблированный мещанский ад. И Николай вроде бы не горит большим желанием задерживаться, но вот только на глаза ему попадает местная жемчужинка Элиза, к которой в считанные секунды вспыхивает малоубедительное, на первый взгляд, чувство любви. Да, именно любви, ведь не успев перекинуться и парой фраз с хрупкой проституткой, Николай уже готов остаться, хотя так просто уехать восвояси.

    В этой истории слишком много неестественного, причем подчеркнутого и даже откровенно выставленного на фасад. Сиюсекундное влечение, распаленное историями о том, сколь многим удалось надругаться над этим бледным телом, должно было привести к страсти, порыву и вконец заплеванному сердцу бедной Элизы, покинутой насытившимся юнцом. Но привело к любви, на зависть классикам, такой непорочной. Но что бывает, когда ты по уши втрескался в женщину, живущую продажей собственного тела? Ничего хорошего. И все оставшиеся полтора часа экранного времени героям предстоит дергаться в конвульсиях среди гостиничных стен, откуда выход один — через погост. Голландец Йос Стеллинг открыл талант Сильвии Хукс, заставляя её лезть в шкуру цепного пса, которого сердобольный и жалостливый мальчуган пытается вызволить на волю. И кто-то скажет — жаль не Триер, уж он бы выворотил эту несчастную, принудил ползать по паркету, глотая слезы и сопли. Но Стеллинг вовсе не живодер человеческих эмоций, для него важна камерность происходящего, некая абсурдность и даже утрированность. И кажется временами, что все трафаретные детали Йос вписал намеренно, для придания фильму облика одеревеневшей русской классики, переродившейся в европейский бульварный роман. Интеллигент, да при том врач, несчастная красавица (к тому же медленно умирающая от туберкулеза), цитирование самых известных строк Пушкина, старый колченогий хозяин притона — все так, словно почтенный и некогда талантливый романист вконец исписался, но руки его, скованные графоспазмом, продолжают царапать иссохщим пером по желтой бумаге. Этот писатель вовсе не сам Стеллинг — хоть он и дошел до самоцитат, но в этой истории все время простоял где-то за окном, молча наблюдая за немногословными героями. Он словно ждал того момента истины, когда потекли наконец маски по лицам, превращаясь в уродливые рожи, и карточный домик рухнул, осыпался, похоронив под колодой всех своих обитателей.

    Абсурдность кроет в себе ловушку для зрителя, рискующего бросить уже в первый получас. «Девушка и смерть» — это в первую очередь визуализация и акцент на деталях, а уж потом законченная история отчужденной и обреченной любви. Обреченной, кстати, не потому, что жадный граф не отпустит свою лучшую кокотку, но просто по той банальной причине, что влюбленным некуда деть себя за пределами маленького отельного мирка. Их любовь местечкова, она живет в четырех стенах, словно узница, а за зеленым квадратом окна уже совсем другой кислород. И в этих пригвожденных судьбах как раз кроется не сразу заметная прелесть фильма. Причем ведь уже само заглавие не предвещает чего-то хорошего, заранее готовит к спутаному паучьими тенетами финалу.

    Фильм чем-то похож на «Деликатесы» Жёно и Коро, где главный герой, так же пришелец из внешнего мира, противостоял крохотному сообществу стоящего на отшибе дома. Разве что вместо черного юмора тут дворянский гротеск, а мясника-убийцу сменяет владелец-самодур. Ах да, концовка, она у «Девушки» не ведет на крышу, хоть это и не становится неожиданностью. C`est la vie, но голландский режиссер не оступился на полпути в своей игре в русские классики, а довел её до совершенно ожидаемого финала.

    7 из 10

    22 мая 2013 | 00:24

    В мировой прокат работа ушла ещё год назад, но о судьбе её после на чужбине известно мало, 16 мая и 23 сентября были премьеры в России и Украине — в обоих случаях в рамках спецпоказов «другое кино», хотя так оно, может, и к лучшему.

    Несложный и до боли вечный сюжет любовного треугольника, где в двух углах любовь и юность, а в третьем достаток и желание обладать. Молодой врач Николай (Леонид Бичевин), оказывается транзитом в уездном отеле, где встречает прекрасную Элизу (Сильвия Хукс) и влюбляется в нее с тем всепоглощающим и беззаветным порывом, который только возможен у молодого мужчины. Но Элиза принадлежит другому — она на содержании у богатого и уродливого старца, кроме того страдает от туберкулёза. Как и все истории любви, где больше трёх участников — эта тоже грустная, это ясно с первых кадров, в которых постаревший герой Бичовина (уже в исполнении Сергея Маковецкого) возвращается в уездный дом, чтобы пройтись по скрипящему полу и вспомнить всё… или наконец забыть.

    Главная роль в картине досталась молодому актеру Леониду Бичевину, который не впервые играет роль доктора до этого была роль Полякова в фильме «Морфий» ныне покойного Алексея Балабанова (по произведению М. Булгакова «Записки юного врача»). Роль возлюбленной Николая, Элизы, исполнила голландка Сильвия Хукс. В списке актёров, занятых в ленте кроме уже упомянутого «тяжеловеса» большого российского кино Сергея Маковецкого, есть и сладкоголосая Рената Литвинова, в совершенно новом для неё образе — эстетически завораживающая пластика рук, а так же легко узнаваемая игра голосом в интонациях и смехе — здесь почти отсутствует, в добавок Литвинову «потолстили» и «состарили», потому особенно преданным фанатам, которые любят кинодиву не за талант играть, а за дар быть — наше искренне предупреждение — «литвиновской» странности почти не будет.

    Не так давно вышел и другой фильм с участием Хукс — «Лучшее предложение». Некоторые сюжетные штрихи у картин схожи — героиню Сильвии в обоих случаях любит мужчина намного старше, и в том и в другом случае почти вся история происходит на территории одного большого дома, да, и образы воплощённые актрисой — холодная, почти неживая красота и статичная мимика словно скопированы и перенесены(остаётся лишь гадать что было первостепенным роль Элизы или Клэр).

    А теперь по-простому. Несмотря на внушительный актёрский состав, приличный бюджет и хорошего режиссёра картина скучная. Было интересно наблюдать за отдельными жестами и сценами, но в целом фильм как однородное полотно позволял отвлекаться, не вникать и мимоходом искать в памяти хронометраж ленты. Слишком затянуты паузы между очевидными действиями, и дело тут не в «кликовом» сознании современного зрителя и желании динамики — дело в всё же в картине. Потраченного времени на фильм не жаль, на работу профессионалов смотреть всегда приятно, но создалось впечатление, что режиссёр не донёс до актёров или не выявил ту самую сверх-задачу, которая так важна для лент с таким специфическим темпом. Мне сложно классифицировать время, место и душевное состояние, под которые можно рекомендовать просмотр конкретно этой ленты т. к. всё таки среди похожих по ритму и стилю работ есть слишком много более интересных и сильных творений. Надо сказать, что это то самое кино для кинотеатра, не из-за зрелищности, а из-за ограничения пространства, когда ты можешь полностью сконцентрироваться на экране, а учитывая тот факт, что в прокате её не будет — в домашней обстановке воспринимать её может не захотеться.

    25 октября 2013 | 18:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Новости


    Четвертый международный кинофестиваль молодого европейского кино VOICES открылся 5 июля в Вологде. В 2013-м он проходит под эгидой кино Нидерландов, поэтому мы не удивились, столкнувшись на церемонии открытия с актером Яном Бейвутом из представленного в этом году в Канне и в Вологде фильма «Возмутитель спокойствия». Первый же конкурсный фильм также представлял Страну тюльпанов. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Оказалось, что он посмотрел «Морфий» и сразу понял, что хочет, чтоб я играл в его фильме. Когда Йос Стеллинг ждал меня в кафе, он очень боялся, что меня не узнает, что я войду и буду не таким. Но он меня сразу узнал! Это была и встреча, и знакомство, и пробы, и кастинг одновременно. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Как продюсеры из разных стран могут помешать режиссеру? Какое отношение Рэй Лиотта и Роуз Лесли из «Игры престолов» имеют к России? Можно ли с помощью копродукции снизить затраты, или фильм лишь становится дороже? КиноПоиск расспросил продюсеров о плюсах и минусах сотрудничества с другими странами. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Одно дело звезды зарубежные, с ходу ослепляющие улыбкой и парой комплиментов. Но и среди отечественных артистов есть те, кто покорил наши сердца. В конце года мы решили составить топ-5 самых приятных в общении актеров. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.…А в душе я танцуюInside I'm Dancing8.282
    96.Они сражались за Родину8.278
    97.Хоббит: Нежданное путешествиеThe Hobbit: An Unexpected Journey8.274
    98.Общество мертвых поэтовDead Poets Society8.268
    99.Меня зовут КханMy Name Is Khan8.268
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.00%
    37.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.00%
    38.Врожденный порокInherent Vice91.96%
    39.Дом странных детейMiss Peregrine's Home for Peculiar Children91.92%
    40.Первый мститель: Гражданская войнаCaptain America: Civil War91.65%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Список ШиндлераSchindler's List341
    Самый опасный человекA Most Wanted Man28
    Пила 4Saw IV93
    ЛокLocke72
    ШалуньяMonella4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.363
    Город героевBig Hero 68.412
    ЯростьFury7.788
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    СеренаSerena6.483
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры