всё о любом фильме:

12 стульев

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийВладлен Бахнов, Леонид Гайдай, Илья Ильф, ...
директор фильмаАркадий Ашкинази, А. Бут
операторСергей Полуянов, Валерий Шувалов
композиторАлександр Зацепин
художникЕвгений Куманьков, К. Савицкий
монтажКлавдия Алеева
жанр комедия, ... слова
зрители
СССР  39.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время153 мин. / 02:33
Во время революции и последовавшего за ней краткого периода военного коммунизма многие прятали свои ценности как можно надежнее. И вот Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший Старгородский предводитель дворянства и светский лев, а ныне — скромный делопроизводитель ЗАГСа, узнает от умирающей тещи, что некогда она спрятала свои бриллианты и жемчуга в общей сложности на 150 000 золотых рублей под обивку одного из двенадцати стульев гостиного гарнитура работы известного мастера Гамбса.

Бросив все, Воробьянинов бросается на поиски стульев, в чем ему, конечно же, небескорыстно, берется помочь молодой авантюрист, «великий комбинатор» Остап Бендер. Найти следы разрозненного гарнитура непросто. Не облегчает положения и то, что перед смертью теща Воробьянинова открыла тайну сокровищ и своему исповеднику, отцу Федору, всю жизнь мечтавшему о собственном свечном заводике в Самаре…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928).
    • Роман Ильфа и Петрова собирался экранизировать Георгий Данелия, но потом «перегорел» и подарил съёмки Гайдаю, который об этом давно мечтал.
    • На роль Остапа пробовалось более 20 актёров: среди них были Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Андрей Миронов. Арчила Гомиашвили режиссёр нашёл в провинции. Из-за болезни (по другой версии — из-за сильного кавказского акцента) артист не смог озвучить Бендера, в фильме он говорит голосом Юрия Саранцева.
    • Кандидатуру Гомиашвили не одобрило «Госкино». Наверху стали возмущаться: «Почему Бендер станет грузином?» На что Гайдай тут же парировал: «Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой?»
    • «Женщиной необъятных размеров с арбузными грудями» могли стать Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Но Мордюкова, так блистательно сыгравшая в «Бриллиантовой руке», на эту роль не подошла, показалась не смешной. Предпочтение собирались отдать Галине Волчек, но тут звукооператор из команды Гайдая привёл на съемочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью Крачковскую. Гайдай глянул на неё и сказал: «Вот она, мечта поэта».
    • Савелий Крамаров сыграл в обоих советских фильмах «12 стульев». В этом фильме он сыграл одноглазого шахматиста, а в фильме 1976 года — слесаря Полесова.
    • Георгий Вицин так же сыграл в обоих советских фильмах «12 стульев». В этом фильме он сыграл монтера Мечникова, а в фильме 1976 года — Безенчука.
    • Занимает по посещаемости 96-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката
    • еще 5 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 500 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Попытки экранизировать «12 Стульев» предпринимались по всему миру, однако первый успех пришёл именно к постановке Леонида Гайдая, культового советского режиссёра. Следует заметить, вполне заслуженный успех. Это не удивительно, ведь «12 Стульев» приходится на период расцвета его творчества. К 1971 году он уже представил нам знаменитую троицу Трус — Балбес — Бывалый, очаровательного студента Шурика и загипсованного Семёна Семёновича. Так на волне успеха Леонид Гайдай знакомит нас с собственным видением авантюрной комедии Ильфа и Петрова.

    «12 Стульев» — великолепная книга, которой Гайдай сделал достойную экранизацию. К сожалению, судить о качестве этой экранизации можно лишь посредством сравнения. В моём личном видении, она несколько проигрывает четырёхсерийной версии фильма, снятой пятью годами позже с Андреем Мироновым в главной роли. Этому есть несколько причин.

    Во-первых, Гайдай несколько сократил роман и слегка изменил диалоги. Экранизация Захарова гораздо ближе к оригиналу, да и хронометраж имеет в два раза больший.

    Во-вторых, экранизация Захарова больше напоминает театральную постановку. Игра актёров кажется мне более убедительной и живой. Таким образом, зритель не отходит далеко от литературной формы, оставаясь в рамках драматургии. Гайдай же просто снял хороший качественный фильм.

    В-третьих, это музыкальное сопровождение. Безусловно, здесь фильм проигрывает минисериалу. Опять же исключительно вследствие своего формата.

    В-четвёртых, это Андрей Миронов. Прирождённый Остап Бендер. Этим всё сказано.

    Тем не менее, «12 Стульев» Гайдая — замечательная комедия, которая практически полностью передаёт весь шарм, созданный в романе Ильфа и Петрова. Этот фильм стоит в одном ряду с такими шедеврами культового режиссёра, как «Бриллиантовая рука» или «Операция Ы».

    8 из 10

    P.S.: Советовать смотреть ту или иную экранизацию бессмысленно. Нужно смотреть обе, и уже после этого решать, какая из них понравилась больше. В любом случае, оценка будет крайне субъективна.

    13 августа 2012 | 11:09

    На сегодняшний день мы знаем немало экранизаций романов И. Ильфа и Е. Петрова с легендарным уже Остапом Бендером. С. Юрский, А. Миронов, Е. Меньшиков, С. Крылов… Кто из них лучший? По-моему, каждый сумел передать авантюрный блеск в глазах великого комбинатора. Но, опять-таки по-моему, Бендер Миронова слишком холоден, Юрского — слишком расчётлив. Остап Арчила Гомиашвили — настоящий творец, ловкий, лёгкий, изобретательный. Актёрский состав интересен. Особенно выразительны герои Ю. Никулина (дворник), М. Пуговкина (отец Фёдор), С. Крамарова (одноглазый шахматист), Н. Крачковской (Грицацуева)…

    Это ещё одна лента Леонида Гайдая на все времена!
    Интересней просмотр после прочтения книги, и, желательно, нескольких версий. Тогда найдёте «своего» Бендера. Хотя стоит ли? Великого комбинатора играли только замечательные (хочется сказать «великие», но тут дело времени) актёры.

    10 из 10

    12 августа 2008 | 19:46

    Ильф и Петров. С этими именами неразрывно связана целая эпоха в жанре сатирического романа. Покажите мне хоть одного человека в СССР, который не любил бы их произведения, и, прежде всего, дилогию о ловком аферисте Остапе Бендере! Таких людей не было, поэтому за право первой советской экранизации (если не считать телеспектакля Белинского1966 года) похождений сына лейтенанта Шмидта, описанных в романе «12 стульев», боролись многие. Успех «Золотого телёнка», снятого незадолго до этого, лишь подтвердил истину — Ильф и Петров создали идеальный материал для экранизаций, мечту любого режиссёра.

    К счастью для зрителей, удача улыбнулась Гайдаю, находившемся в те годы в зените своей славы и на пике формы. Он будто нутром чувствовал, на каких моментах романа стоит акцентировать внимание, и сделал всё так, что не возникает никаких сомнений в его даре постановщика. Кастинг просто изумителен, все актёры на своих местах, никто не фальшивит, не переигрывает. В этом основное отличие версии Гайдая от четырёхсерийного телефильма, снятого Марком Захаровым пятью годами позднее. Там, где у Захарова всё застлано налётом театральности, Гайдай бьет наотмашь чистейшим, искромётным юмором. А ещё, при всём моём уважении к Андрею Миронову, Бендер из него никакой. Врождённая интеллигентность не позволят сказать «Верю!». Гомиашвили же будто создан для этой роли. Глядя в его жуликоватые, но настолько добродушные глаза, так и хочется добровольно отдать ему всё до копейки.

    Я горячо рекомендую данный шедевр всем любителям романа, если есть среди них те, кто его ещё не смотрел. И также рекомендую его тому, кто книгу Ильфа и Петрова терпеть не может, хотя, опять-таки, не уверен, что этот человек существует. Значит, мне остаётся лишь позавидовать радости зрителя, который о «12 стульях» ничего не слышал, и которому только предстоит познакомиться с кладезью шуток и афоризмов, в невероятных дозах сконцентрированных в двух сериях этого замечательного кино.

    10 из 10!

    18 января 2011 | 21:05

    -Товарищ Бендер, как же вы играть-то будете?
    -Обо мне не беспокойтесь, я сегодня в форме. Первый ход е2-е4, а там… а там посмотрим!


    Летом 1927 года, в 11:30, с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек… Молодой человек солгал. У него не было ни денег, ни ключа, ни квартиры. У него не было ничего. Звали его Остап Бендер.

    Великолепное начало истории молодого авантюриста и бродяги Остапа Бендера. Он появляется пред зрителем с пустыми карманами, идущим в незнакомый ему город, не имея абсолютно никаких материальных благ. Разве что одно зелёное яблоко. Да и то он отдаёт навязчивому парнишке. Чем этот герой привлекает зрителя с самых первых минут кинофильма? Тем, что в каждом из нас заложено стремление к вольной жизни, и нежелание работать? Возможно. Одно мы можем сказать точно — Остап именно такой человек, которому свобода и авантюра дороже даже самой обеспеченной спокойной жизни. С какой небывалой лёгкостью он обманывает людей, тем самым зарабатывая на хлеб сущие гроши. Но, надо признаться, как он это делает! С каким мастерством! Нет, Остап не обыкновенный нищий скиталец, он великолепный мастер общения с самыми разными людьми, мастер многословия и красноречия. С каким успехом он произносит речь шахматистам-любителям, не имея совершенно никакого представления о шахматах. «Первый ход е2-е4, а там… а там посмотрим!» — эта цитата — не что иное, как кредо этого человека. Но не смотря на то, что он заранее не просчитывает «ходы» «игры», а надеется лишь на фартуну и собственные умения, знания и жизненный опыт (которых у него хоть отбавляй), его жизнь полна успеха. Великолепная цитата: «Киса! Я давно хотел Вас спросить как художник художника: Вы рисовать умеете?». Как выяснилось, рисовать никто из «художников» не умеет, но сам факт, что Остап дерзнул ради дела пойти на такой авантюрный шаг заставляет восхищаться персонажем. Во всяком случае, жизнь, наполненная приключениями всегда лучше той, что незаметно и беспамятно проходит перед глазами в монотонном и обыденном ритме. Для меня удивительно, как Остап постоянно остаётся в прекрасном расположении духа, никогда не унывает. Кажется, что любой на его месте после многочисленных провалов утомился и разочаровался бы, но не он! Для такого человека сам процесс, сама жизнь бродяги-авантюриста является самым лучшим, что может быть.

    Чем примечателен Бендер — у него есть мечта. Настоящая, недосягаемая и чистая мечта, которой не каждый из нас может похвастаться. Этот парень хочет попасть в Рио-де-Жанейро. Действительно, что ещё нужно такому человеку, как он? Ну уж явно не деньги. Ассигнации не играют абсолютно никакой роли в жизни бездомного бродяги. Его место под открытым солнцем, его крыша — небо голубое, а ковёр — цветочная поляна.

    И не смотря на то, что он часто обманывает людей, он «надуть» кого-то по-крупному он не собирается. Он легко мог бы не сообщать Кисе о последнем стуле и добраться до предполагаемых сокровищ самому, однако, сообщил. Что же, Киса оказался менее благородным человеком. Грустно то, что так бывает зачастую — бездомный бродяги зачастую благороднее интеллигенции.

    Как, всё-таки жаль его, бродягу, мечтающего о Рио-де-Жанейро. Мечтам не всегда положено сбыться.

    Заседание считаю закрытым, спасибо за внимание!

    25 ноября 2011 | 18:45

    Остап Бендер всю свою жизнь прожил с идеей заполучить ключ от квартиры, где деньги лежат… И вот на горизонте появились 12 стульев и спрятанные в них бриллианты. Это ли не мечта? Только вот не зря мудрые люди говорят, что бесплатный сыр в мышеловке находится. Кто бы мог подумать, что эта мечта будет стоить Остапу жизни?…

    Фильм очень жизненный, по сути он о человеческой глупости. О том, как в мечтах о мирском счастье мы забываем о вечном. А есть ли оно, это счастье мирское? Надо посмотреть на себя и узнать в себе Остапа, Кису Воробьянинова, а может и отца Федора. Далеко ли мы ушли от них?

    Фильмы Гайдая мне нравятся тем, что они имеют хороший сюжет и содержание. Можно научиться чему-то, а не просто убить 3 часа.

    Эта история о человеческой жадности, о желании получить деньги легкой ценой. Вместо того, чтобы по-честному трудиться и зарабатывать на хлеб, сколько положено по судьбе, люди пытаются обмануть судьбу подобным образом. Результат может быть разный: кто-то остался ни с чем, кто-то убит в погоне за деньгами, кто-то потерял даже то немногое, что имел.

    В философском смысле, с этой проблемой сталкиваются люди разного духовного уровня, начиная с Остапа Бендера, который по своей природе был жуликом. Его природа — грабить, мошенничать. Он естественно был жадным до денег. Киса Воробьянинов был знатного происхождения, он имел когда-то деньги, работу — это мирской уровень, когда люди честно трудятся, но они не религиозны. Третья категория людей — это верующие люди, которые уже идут духовным путем, но все еще не свободны от мирских желаний. Отец Федор был священником, а мечтал о свечном заводике, рядом с Саратовом, чтобы с женой там счастливо жить. Но суть в том, что счастье не в деньгах, не в материальном достатке. Деньги — это хорошо, но они сами по себе еще никого полностью счастливым не сделали. Нужно жить по средствам, что Бог дает. Все, что положено по судьбе, мы и так получим, поэтому нет необходимости прилагать столько усилий ради достижения трудноосуществимых мирских целей. Лучше продолжать заниматься своим делом и посвятить свободное время духовному самоосознанию.

    8 из 10

    2 июня 2013 | 21:29

    Именно эту фразу произнёс человек, чья голубая мечта о Рио-де-Жанейро в одно мгновенье стала близка как никогда. Вот он, человек, будоражащий умы, Остап Бендер. Это один из моих любимейших фильмов советской классики. Непредсказуемый полёт мысли великого комбинатора держит в напряжении практически на протяжении всего фильма. Думаю, что фильм интересно смотреть даже после прочитанной книги, ведь за всеми эмоциями героев можно проследить в живую, что уж говорить о побеге от разгневанных васюкинцев, продаже билетов в Провал, чтобы не слишком проваливался и т. д.

    Несмотря на то, что Бендер- это герой давно ушедших лет, я уверен, что человек такого масштаба, как Остап, смог бы блеснуть и в наше время, устроив не менее захватывающую погоню за парой, тройкой стульев, таящих в себе драгоценные ассигнации.

    И кто знает, быть может именно сейчас, «с северо- запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми».

    9 из 10

    27 марта 2010 | 19:52

    Необычная для советской России история о мошенниках. Смешная, светлая, которую с легкостью можно пересматривать еще много десятилетий.

    Со всем уважением и любовью к Андрею Миронову, не вижу его в роли Остапа Бендера. Арчил Гомиашвили — просто создан для этой роли. Хитрый взгляд, убедительный голос. Думаю, что «Знойная женщина — мечта поэта!» ни первая и ни последняя, которая была влюблена в Остапа!

    А Сергей Филиппов? Нет слов! Его герой — «барин.. из Парижу» просто не может остаться без внимания. «Отец русской демократии» глупенький, алчный человечек, который смешит нас своими выходками. Взять хотя бы момент, когда Воробьянинов ведет Лизу в ресторан, решив удивить ее размахом.

    И Пуговкин, дополнение к и так великолепному актерскому составу! Отец Федор гоняясь за чужим инвентарем, получит в итоге «по заслугам». Порой его становится жалко, но даже этот момент Гайдай сделал с какой-то смешинкой.

    Шедевр советского кинематографа!

    10 из 10

    23 июня 2010 | 12:18

    Превосходная экранизация, в которой очень хорошо переданы многие важные детали романа, но самое главное — характер главных героев. На мой взгляд, Гомиашвили — единственный из трех экранизированных Остапов, который не делает Остапа «пошло» дерзким и наглым как Юрский или «пошло» обаятельным, как Миронов (хотя оба эти актера, без сомнений, талантливы). Остап в исполнении Гомиашвили такой, каким ему положено быть: нагловатый, дерзкий молодой человек, который никогда не отпустит то, что сумел ухватить; человек легко входящий в доверие, человек обаятельный, человек обладающей удивительной харизмой; и при всем при этом — человек добрый.

    Филиппов, в свою очередь, очень удачно смог изобразить книжного Кису: амбициозного, но при этом нерешительного и порой комично глуповатого; благообразного на первый взгляд, но при этом эдакого «наглого старикана», который все еще молод душой, но увы, стар телом, что приводит его в разные комические ситуации.

    Пуговкин, Крачковская, Этуш, Никулин, Воробьева, Вицин и другие — все они великолепно играют свои роли второго плана, наполняя экранизацию той же атмосферой, какой наполнена книга — атмосферой маленького комедийного хаоса и праздника жизни в погоне за своим счастьем.

    10 из 10

    28 августа 2012 | 11:27

    Не смотря на всю гениальность Андрея Миронова и Сергея Юрского, Арчил — это для меня единственный образ Остапа. Даже «Теленка» я смотрю как совсем другой фильм, фильм не про Остапа Бендера.

    Для описания таких фильмов подходит только одно словосочетание (пусть и заезжанное) — Шедевр на все времена!

    7 июня 2006 | 14:01

    Сатирический роман Ильфа и Петрова оказался более чем злободневным. Советское государство успело укрепиться, увериться в своей непреходящести и развалиться, а «Двенадцать стульев», вещь, как говорят исследователи, весьма конъюнктурная по сути своей, ничуть не устарела.

    Свежесть слога, острый, но добродушный юмор, яркие центральные персонажи и очень забавные, хотя и слегка карикатурные, второстепенные образы, авантюрный сюжет и совершенно жизненная искренность — все это не дало «Двенадцати стульям» увянуть.

    Второй роман дилогии оказался серьезнее и трагичнее, ну а первый идеально подходил Гайдаю, эксцентричное и светлое веселье которого уже успело порадовать советских зрителей фильмами про Шурика и «Бриллиантовой рукой».

    Бендер Гомиашвили очень похож на книжного (хотя лично мне больше нравится Бендер Юрского) хотя бы внешне, и, по сравнению с Бендером Миронова (эту вариацию я терпеть не могу) — милейшей души человек. В книге Остап несколько более жесткий, умнее и циничнее, но общее настроение Гайдаевского фильма настолько беззаботно, что книжный туда бы и не вписался. Нелепый Воробьянинов тут куда симпатичнее книжного, да, он жалок, но в чем-то очень наивен и трогателен. Его последнее преступление как-то даже не вяжется с его образом.

    Вносит свою толику доброго юмора Никулин в образе Тихона, совершенно бесподобен Ронинсон в роли Кислярского. Но больше всего мне поднимает настроение финал. Фильм довольно камерный, при всех натурных съемках, а вот эпилог просто дышит полной грудью. Светлые, солнечные панорамы Москвы, белые высотки, свободное небо, легкая, энергичная музыка, и бессмертный Остап на афише.

    Конечно, это не «Бриллиантовая рука», но все же хороший фильм.

    2 ноября 2010 | 20:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    игра, 59 руб.
    подробнее

    Статьи


    История ловкого мошенника Джордана Белфорта, рассказанная Мартином Скорсезе в «Волке с Уолл-стрит», заставила КиноПоиск задуматься о других способах легкого, а порой даже относительно честного заработка в истории кино — от любовных отношений с богатой дамой в «Отпетых мошенниках» до шантажа спецслужб в «После прочтения сжечь». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    13-14 июля
    13.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 13-14 июля
    Партийный бюджет пополнялся за счёт двухмиллионного тиража «Советского экрана». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy10 357 345
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6 506 688
    3.Типа копыLet's Be Cops5 568 871
    4.Если я останусьIf I Stay5 555 244
    5.Человек ноябряThe November Man4 307 680
    05.09 — 07.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil63 140 639
    2.Типа копыLet's Be Cops41 054 874
    3.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars35 441 844
    4.СигналThe Signal25 066 791
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy23 286 504
    04.09 — 07.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 301 421909 248
    Деньги315 472 529 руб.214 609 767
    Цена билета242,41 руб.2,63
    04.09 — 07.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.Гран ТориноGran Torino8.354
    71.Летят журавли8.352
    72.БалтоBalto8.351
    73.ИзгойCast Away8.348
    74.Москва слезам не верит8.344
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.БёрдменBirdman94.52%
    12.Город героевBig Hero 694.49%
    13.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 294.33%
    14.АллигентAllegiant: Part 194.24%
    15.Прометей 2Prometheus 294.14%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Судья Дредд 3DDredd193
    Преступления сердцаCrimes of the Heart3
    НачалоInception1567
    МестьRevenge24
    ВикторViktor6
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.183
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars8.076
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.357
    Пряности и страстиThe Hundred-Foot Journey7.840
    Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil6.406
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры