всё о любом фильме:

Москва слезам не верит

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Меньшов
сценарийВалентин Черных
директор фильмаВиталий Богуславский
операторИгорь Слабневич
композиторСергей Никитин
художникСаид Меняльщиков, Жанна Мелконян
монтажЕлена Михайлова
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
СССР  84.4 млн,    Румыния  200 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время150 мин. / 02:30
Москва пятидесятых годов. Три молодые провинциалки приезжают в Москву в поисках того, что ищут люди во всех столицах мира — любви, счастья и достатка. Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек.

Антонина выходит замуж, растит детей, любит мужа. Людмиле Москва представляется лотереей, в которой она должна выиграть свое особенное счастье. Катерина же — отчаянно влюбляется, но избранник ее оставляет. Однако она не опускает руки, в одиночку растит дочь и к тому же успевает сделать блестящую карьеру. В сорок лет судьба дарит ей встречу с прекрасным человеком и настоящую любовь…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Мужа Антонины мог сыграть Юрий Кузьменков. Но ассистент тогда привела двух актёров, которых Меньшов не знал. Это Борис Сморчков, его утвердили на роль Николая, и Александр Фатюшин, ставший в фильме хоккеистом Гуриным.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1981 году.
    • Занимает по посещаемости 2-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Режиссер картины Владимир Меньшов сыграл в фильме небольшую роль-камео. Его герой — это один из друзей Гоши, которые присутствовали на пикнике.
    • На роль Катерины Тихомировой приглашали Ирину Купченко и Маргариту Терехову.
    • Когда герои Алентовой и Баталова включают телевизор (перед приходом Александры), то «сетку» на экране сопровождает вальс из кинофильма «Розыгрыш» — предыдущей режиссёрской работы Владимира Меньшова. Подобный приём используется в следующем фильме Меньшова «Любовь и голуби», где по телевизору показывают фрагмент из «Москва слезам не верит».
    • Сценарий фильма был написан Валентином Чёрных для конкурса на лучший фильм о Москве. Он занял всего лишь третье место. Правда, два первых места вообще никому не присудили: не нашли достойных.
    • На роль сорокалетнего слесаря Гоши режиссёр пробовал Виталия Соломина, Леонида Дьячкова, других актёров. Ни один не подходил. И тогда Меньшов решил, что в крайнем случае сыграет эту роль сам.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Исчез из фильма эпизод, где хоккеист Гурин (Александр Фатюшин), объявивший, что «завязал со спиртным и уходит на тренерскую работу», снова появляется пьяный и говорит: «Займи ещё трёшку для ровного счёта». Режиссёра попросили это убрать, сказав: «Давайте оставим надежду. Пусть зритель верит, что Гурин исправился».
    • еще 6 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В тот момент, когда тёща Володи (Олег Табаков) позвонила в дверь, его волосы были растрёпаны, но уже в следующую секунду его причёска была в порядке
    • Во время прощания Гоши и Коли можно заметить на стене тень от микрофона.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Кинопроизведения, ставшие в каком-то смысле легендарными, порождают новые мифы. То вдруг данные по посещаемости оказываются завышенными (якобы 98 миллионов зрителей посмотрели в СССР эту ленту Меньшова, которая благодаря такой приписке наконец-то смогла превзойти показатели абсолютного рекордсмена советского кинопроката — мексиканского фильма «Есения»), то в анонсе НТВ сообщается, что на картину «Москва слезам не верит» стояли… очереди американцев. Хотя она, несмотря на полученный «Оскар», собрала в США вдвое меньше, чем «Утомлённые солнцем», другой отечественный лауреат премии Американской киноакадемии. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4462 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    1. Начну не с самого главного, чтобы хорошие мысли не ушли. Несколько слов о награде. Что хочется сказать: фильмы, которые действительно заслуживают Оскар, должны быть понятны всем. И «Москва слезам не верит» не исключение. В фильме показан сама жизнь, с проблемами, присущими не только России, (тогда еще СССР) но всему миру. Потому что жизнь есть везде. Она не может быть кому-то непонятной, ведь в любой стране и при любом режиме, есть одни и те же жизненные проблемы и ценности. Оскар отправился к советскому фильму заслуженно. Кстати по моим личным наблюдениям такую престижную кинонаграду получают фильмы, в которых прослеживается связь времен, взаимодействие и взаимовлияние поколений, что мы и наблюдаем в «Москве слезам не верит».

    2. Игра актеров. Ну здесь можно говорить много и долго, однако на это у меня, к сожалению, нет времени. Во-первых, Вера Алентова… Хотя мне и не очень нравится эта актриса, здесь она сыграла просто бесподобно. Молодую девушку и женщину, которая не может поступится своими принципами. Очень самобытная, гордая, терпеливая и трудолюбивая, безусловно заслуживающая счастья женщина.

    Ирина Муравьева cыграла типичную «пробивную», которая сначала «затащит» тебя по уши в неприятности, а затем долго и упорно все исправляет и извиняется. Не смотря на то, что роль у нее «не самая» главная, Ирина Муравьева просто отлично справилась со своей задачей, четко определенной для нее Владимиром Меньшовым.

    3. Сюжетная линия. Ну, частично я сказал о ней уже в первом пункте своей рецензии, остается добавить только то, что этот фильм своей тематикой и проблематикой будет понятен и интересен всем. Очень веселый шутки придают этому фильму особенную легкость просмотра.

    Моя оценка и рекомендации посмотреть всем.

    10 из 10

    5 мая 2010 | 21:50

    Я все-таки решил создать тему по этому замечательному фильму. Сегодня в очередной, наверное раз 40-й, посмотрел его.

    В одной из тем я писал, что по моем мнению, это лучший фильм отечественного производства (конечно же из того, что я смотрел).

    И я объясню почему.

    Во-первых, фильм до сих пор смотрится свежо, темы, затронутые в нем, актуальны и сейчас. Фильм охватывает период жизни нескольких людей, показывая их в молодости и в зрелом возрасте.

    Главная героиня — Екатерина Тихомирова — редкий типаж в мелодрамах, вместо истеричной, недальновидной и чересчур романтичной особы, здесь представлена спокойная, уверенная в себе женщина, которая по прошествии 20 лет, стала мудрее. Другие герои тоже смотрятся свежо — счастливая супружеская пара простых работяг и женщина, пытающаяся отхватить кусок по-жирнее.

    В фильме качественные диалоги и потрясающая игра актеров. Множество запоминающихся ситуаций, которые без смеха смотреть не возможно, множество умных мыслей. Этот фильм про простых людей, которые не пытаются добиться чего-то сверх меры. Проработка сценария до мелочей, персонажи всегда мотивированы и логичны и идут по роли в соответствии со своим архетипом.

    Помимо Екатерины, еще понравился образ Гоши — гениально.

    А сколько запоминающихся фраз: «В 40 лет жизнь только начинается», «Будем дружить домами», «Выиграла, два раза по рублю», «Необходимо подумать, дней пять» итд — напрочно осели у меня в голове.

    10 из 10

    8 января 2011 | 15:31

    Пересмотрела оскароносный фильм Меньшова и настроение поднялось. Удивительная способность режиссёра — преподнести серьёзные вещи в лёгкой и доступной форме, понятной зрителю.

    О чём этот фильм? Да обо всём. О любви, которой все возрасты покорны. О поиске счастья. Никогда не знаешь, где тебя найдёт судьба- любимого можно встретить и в электричке. О дружбе. Женской, настоящей, проверенной временем. О женщинах. Сильных, которые могут и блестящую карьеру сделать, и семью создать. А ещё — о том, что жизнь идёт по своим законам, времена меняются, но ценности — остаются. Люди встречаются, расстаются, покоряют новые вершины.

    Сегодня главная идея фильма звучит как девиз — не надо опускать руки, не надо сдаваться. Борись — и всё обязательно будет, ведь «Москва не сразу строилась».

    20 октября 2011 | 16:16

    Вообще, признаюсь честно, что это очень сложно писать негативные отзывы на фильмы, которые признаны «бесспорными шедеврами» кинематографии. А в интервью о фильме «Москва слезам не верит!», Меньшов как-то признавался, что многие не верили в его проект из-за шаблонности, и некой поверхностности самой истории. Но, автор пошел ва-банк, и выиграл, как он считает.

    Я же склонна согласиться все-таки с той категорией, которая посчитала историю поверхностной, и стереотипной. Не шедевральной, отнюдь. Да-да. И я объясню почему.

    Но, для начала отмечу, что никаких претензий к работе съемочной группы, у меня нет. Меньшов же, на мой взгляд, весьма талантливый режиссер. Но, что отличает талантливого режиссера от гениального или неординарного? На мой, скромный, взгляд вот что- талантливый режиссер сможет снять красиво, подобрать великолепный каст, создать особую атмосферу, и внятно рассказать свою историю, передать свой взгляд на происходящее. Но, талантливые режиссеры, в отличие от гениальных и неординарных, как правило, делят все на черное и белое, и навязывают свою точку зрения. В то время как нетипичные (скажем так) режиссеры, позволяют зрителям самим вынести вердикт, и копают глубже. Их истории многогранные, их персонажи вызывают разные, смешанные чувства.

    Повторюсь, не придираюсь к игре актрис и актеров. Все исполнено на высоком уровне. Все выглядит естественно, и наблюдать за этим интересно. Только вот сам сюжет меня настораживает.

    История рассказана о трех подругах. Прописаны они хорошо, но не глубоки, а главное на их примере девушек будут поучать, как жить и что такое простое женское счастье. Одна из них простушка, с таким же простым именем Тоська. Застенчивая, незамысловатая, скромная провинциалка, и ей многого от жизни не нужно. Она нашла парня своего уровня, сразу же решила для себя-замужество, детки, готовка, стирка, и роль домохозяйки. По воскресеньям поездки на дачу, и жизнь ради семьи. Другие две подруги не так просты.

    Екатерина и Людмила. Скажу просто, они с амбициями. У одной амбиции «моральные»- это поступление в институт, и желание добиться в жизни чего-то большего. У второй «аморальные», на что нам автор указывает постоянно. Комичная вертихвостка, и авантюристка, желающая привлечь в столице внимание непростых мужчин. Она плохая, и она заслуживает расплаты. В общем, подобные амбиции есть у каждой третьей, если не второй юной девушки, приезжающей за «счастьем» в большой город. Тот же пример Натальи Водяновой показателен. И что? Что в этом плохого? Страшного?

    Или желать необходимо только простых мужей? Далее следует обман Людмилы! Обман, в который она втягивает свою подругу Катю, о чем сама же позже пожалеет. И даже будет рыдать. Но, этого мало! А Катя по юности и без опытности становится заложницей этого самого обмана. Интеллигент из Москвы обходится с ней отвратительно. Катя будет наказана нелегкой жизнью. За которую получит своеобразное вознаграждение в виде красавицы и умницы дочери, и хорошей карьеры. Но, это все НЕ ТО!!! Людочка будет наказана более жестоко. Сначала она получит того самого мужчину о котором мечтала, а потом он сам станет ее наказанием. В общем, осталась «старушка» в 40 лет у разбитого корыта. Ни детей, ни работы нормальной, и вечный поиск счастья, так сказать. И только Тоська молодец. О чем ей Катерина сообщает. «Я ведь не завистливая, а тебе вот завидую».

    Так что, девушки мои, амбиции это плохо! Не надо!

    Конечно же, Катя тоже найдет своего простого непростого мужчинку. Вроде бы из рабочих, а знает историю, и философствует. Уважаем среди академиков. Готовит вкусный шашлык, ухаживает за женщиной, да и на вид симпатичный.

    Вроде бы справедливый, но чуть что бьет по столу, и указывает женщине на ее место. И это в ее же доме.

    Нет, ну вы представьте. Входит в чужой дом (кстати, неплохой дом, что он сразу оценил) посторонний человек, ведет себя, как хочет, заявляет «любимой» что-то вроде: « Я не обязан согласовывать с тобой свои решения. Сам чо хочу, то и творю. Еще раз поднимешь голос, не увидишь меня!». И знаете все почему? Нет, не потому, что он какой-то особенный, хотя считает себя таковым. Самолюбие таки прет. А потому, что он, видите ли, мужчина. Да, его природа создала представителем мужского рода. А значит, ему можно быть и авантюристом, и нарушать многие правила.

    Браво! Вот оно-женское счастье! Рецепт в полном виде. Запоминайте, девушки-красавицы! Ах, да, особым пунктом стоит отметить, что наш чувствительный и ранимый слесарь не любит, когда женщина зарабатывает больше него. Завалиться к ней в квартиру, хозяйничать, бить по столу, и раздавать приказы, это да! А вот, тот факт, что зарплата больше, конечно, травмирует, бьет по самолюбию, и разрушает психику. А Катя, конечно, же, со всем тихо соглашается. Ибо без него, ей ничего и не нужно. Ни мир, ни дочь, ни карьера. Вот она-любоффь, построенная на «взаимоуважении».

    От себя добавлю, что не люблю, когда авторы так навязчиво передают свой взгляд на ситуацию. Интеллигенты, и обеспеченные мужчины-плохо, рабочие-хорошо. Амбиции плохо. Любые. Живи как Тося и ее муж. Не задумываясь особо ни о чем. У мужа работа, пивко с друзьями по вечерам, у жены детки, уход за ними. Сплошная бытовуха. И иногда выезды на природу, или походы В концерт!

    30 января 2016 | 18:52

    Как по мне, это просто суперский фильм. Обожаю его и каждый раз не устаю смотреть. Сейчас таких фильмом практически не снимают. Очень хорошо показан образ мужественной женщины, котрая по жизне всего добилась сама. И тут в 40 лет она встретила мужчину своей мечты. И любовь сделала эту женщину совершенно другой.

    Это очень красивый и незабываемый фильм, который на протяжении почти 30 лет любят смотреть люди. Это действительно фильм, который достойный Оскара.

    25 мая 2007 | 22:17

    Странно, но я не чувствую душевного подъёма. Только что отзвучала песня Никитиных на финальных титрах, и вот я сижу и думаю. И перво-наперво приходят мысли такие: это очень сложый фильм. О подобного рода историях говорят обычно «и такое в жизни бывает». Сценаристы привели в пример три разных женских типажа с собственными непохожими судьбами. И это хорошая находка. Сюжет мягко, никого из них не осуждая — напротив, повествование построено очень аккуратно, в виде констатации фактов — показывает, как по-разному складывается жизнь в зависимости от характеров. Мне не равятся обобщения об Антонине как о простушке — её темперамент не простецкий, а спокойный и уравновешенный, а о Людмиле как о законченной вертихвостке — как она терпела мужа-пьяницу, «плакала, умоляла, по поликлинникам таскалась» — это ли не говорит о внутреннем стержне? Что до Катерины — её история нетривиальна тем, что она стала сильной — безусловно, этим она нас и берёт. О неудавшейся судьбе фильмы в советское время не снимали. Хотя именно в этом кино помимо «перевыполнили план», «движемся к светлому будущему» показана и другая сторона жизни — с брошенными женщинами, пьяными мужчинами, всяческими неутешительными реалиями именно житейского свойства. В том его плюс.

    Сложности же — в другом. Всегда непросто снимать кино о семейной (удавшейся, неудавшейся, отсутствующей) жизни и о том, что к ней хоть как-то причастно. Потому часто отстаётся некий осадок — то, что мы видим на экране, не радует. Всегда приятны истории о том, как люди встречаются, как длинная дорога ведёт их к свадьбе. А о том, что ждёт их дальше, смотреть не просто, потому что здесь — тайна, покрытая мраком. Как у людей что получится — неизвестно никому. Грустно смотреть на Людмилу, немножко скучно — на Антонину… И не потому, что с ними что-то не так (последняя уж точно в своей тарелке), а просто видишь, что жизнь людей меняет, что на смену прежнему поколению приходит новое — и от этого круговорота становится немножко грустно. Голливуд, например, умеет показать преемственность поколений и при этом повеселить, изобразить, что называется, «красоту по американски». А у нас — как-то всё по-другому. Ковры на стенах, жигулёнки, водка как обязательный атрибут застолья… Во всяком случает, на это не очень весело глядеть на экране. Но таковы реалии. Зато всё предельно честно. Но даже осознавая всю эту честность, всё равно как-то грустно…

    Не знаю, может быть, подобные меланхоличные рассуждения навеяны тем, что мне не очень нравится избранник Катерины (как человек человеку, что называется, мне такой типаж не близок, да и Баталова недолюбливую — имхо). Но психологически здесь всё верно — они в самом деле подходят друг другу. Она будет более женственной (отучаясь дома повышать голос в форме менторского тона на близких), а он в силу её мягкости — ведь в душе, в общении с мужчинами, она так и осталась той робкой девчёнкой из прошлого — не станет черстветь сердцем. Так что за них можно только порадоваться.

    Одно меня только смущает. Девочка уж больно у Катерины… Нераскрыта как персонаж. С матерью, которая воспитывала без чьей-либо мужской помощи дочь и при этом делала внушительную карьеру, не будешь ни мягкой, ни открытой, так как такая мать — властная и хотя бы психологически, но будет постоянно давить на дочь в духе «я на то, чтобы тебя вырастить. пол-жизни положила, а ты учишься плохо/не тем занимаешься/нецелеустремлённая» и в таком же духе (возможны вариации, но давление неизбежно). А в фильме никакого даже намёка на конфликт. Есть своевольная искорка в глазах дочки, но и слова несогласия между ней и матерью. Возможен так же другой вариант отношений, но с тем же видимым результатм — мать из-за работы не может много времени тратить на воспитание, и дочь растёт недолюбленная. Катерина даже не научила Александру готовить. И ни разу я не видела, чтобы они поцеловались, чтобы мама дочку приголубила. Некоторая натянутость (это скорее ощущаешь, чем видишь) в отношениях чувствуется — во всяком случае, мне так кажется. Однако, мне думается, фильм был бы богаче, если б повествовали не только о любви. Но, видимо, решили просто не усложнять ситуацию.

    Безусловно, это стоящее кино. Но не стоит ждать от него привычной легкости — оно проблемное, серьёзнае, в чём-то печальное, где-то радостное. Как и сама жизнь.

    24 марта 2012 | 03:37

    «Москва слезам не верит» — один из немногих фильмов, который хочется пересматривать по много-много раз, и это не только благодаря блистательному актёрскому составу, но и самой жизненной истории, тронувшей сердца миллионов людей во всём мире. Для проката картину купили 150 стран, и везде она шла с успехом. На премьере в Мадриде очередь в кинозал тянулась до самого выхода, а французские прокатчики перевели не только диалоги героев, но и слова песни «Александра». Не хочу особенно выделять никого из актёров, отмечу лишь, что героиня Ирины Муравьёвой для меня самая любимая в фильме, вечно неунывающая, оптимистичная, настоящая…

    «Полюбить — так королеву! Проиграть — так миллион!»

    «А мы не хуже ихних!»

    «С бумагой в стране напряженка!»


    Интересно, что Иван Черных написал сценарий за 19 дней и изначально он назвался «Дважды солгавшая», образы главных героинь были списаны с реальных людей — родных тёток его матери.

    Думаю, что сейчас в нашей стране нет такого человека, который хоть раз бы в жизни не видел этого фильма, за исключением некоторых молодых людей, которые, я надеюсь, откроют для себя эту замечательную картину в будущем. Пусть сейчас напишу банальщину, но я люблю этот фильм с детства, рождённая в эпоху «перестройки», воспитывалась на советских фильмах, и до сих пор они самые любимые для меня. А 8 марта один из немногих праздников, когда он шёл по телевидению. Совсем недавно, вечером 12 июня одна треть россиян, прильнули к своим экранам, чтобы в который раз насладиться замечательным кино-шедевром. Вспоминаются мне слова главного «антигероя» картины Рудольфа: «Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение.» Как говорится, не в бровь, а в глаз. А сейчас уже другая эпоха, Интернет вытеснил собой и телевидение, а что будет дальше покажет время.

    10 из 10

    24 июня 2011 | 03:11

    Впервые посмотрел этот фильм позавчера. Первое время думал, что это комедия, но уже примерно после первого часа стал заметен драматический уклон. Удивительно, в одном фильме смогли описать с полдюжины судеб: какие-то более подробно, какие-то менее. Примечательно, что можно узнать своих знакомых, близких, родных в главных героях, ведь их жизни складываются не каким-то особенным или чудесным способом, а точно также, как и у многих в то время, да и сейчас тоже. В зависимости от настроя, жизненной позиции, активности и целеустремленности каждый сам кует свое счастье не без помощи удачи, конечно же, но удача приходит к тем, кто ее ищет, а не ожидает.

    Фильм пропитан философией, он призывает нас думать, размышлять над жизнью, показывая, что в общем и целом все в нашем мире просто и для счастья человеку не так уж много и надо. Главное, не быть слишком гордым, высокомерным, иметь сострадание и уметь сопереживать, жить так, как велит сердце, а не по каким-либо устоявшимся канонам. Эта картина также является примером для всех нас, как надо и не надо жить, это жизненный опыт отдельных людей, наших сограждан, близких по духу людей, который нам стоит принять во внимание, чтобы не повторять тех же ошибок.

    В картине «Москва слезам не верит» помимо насыщенных и глубоких диалогов, хорошей добротной актерской игры и закрученного сюжета присутствует также необходимый антураж той эпохи, который особенно мил нам в нынешнее время, когда мы живем уже по сути в другом государстве и в другом веке. На протяжении всей ленты нам показывают виды старой Москвы, Москвы-реки, старые здания, мы также видим изнутри обустройство советского общежития, работу завода, как жили научные работники и люди в деревнях, словом, окунаемся с головой в быт советской эпохи. А какая прекрасная музыка играет на протяжении всей ленты!.. Стихи, положенные на музыку, песни за столом и на крыльце — как же все это прекрасно!.. Сразу же становится понятно, что этот фильм — НАШ, с присущим нам колоритом, душой и сердечностью.

    Хотелось бы отдельно выделить героя Алексея Баталова. Конечно же, сразу отмечу, что все актеры сыграли замечательно и именно поэтому фильм получился такой душевный и гармоничный, но все-таки каким-то вихрем ворвался в сюжет Гога, он же Гоша, он же Юрий (А. Баталов), который буквально вклинился в устоявшуюсю уже жизнь Кати, перевернул ее и наконец она смогла обрести с ним счастье, которого так долго ждала и меньше всего верила, что обретет его в таком возрасте (за 40). При том, что понравились в этом фильме абсолютно все, неизгладимое впечатление на меня все-таки произвел Гоша и прекрасно сыгравший эту роль Алексей Баталов.

    Возможно, в силу юного возраста, я не постиг всей глубины фильма, однако я понял, все, что удалось понять и определенно чувствую, что этот фильм не просто хороший, а несущий воспитательную цель, достучаться до каждого, найти отклик в человеческих сердцах и обратить внимание на то, как мы живем и чему мы придаем значение.

    Фильм, определенно заслуживающий просмотра и последующих регулярных пересмотров.

    8 из 10

    10 февраля 2014 | 01:37

    Мне, пожалуй, никогда не будет жалко потратить два с половиной часа, чтобы вновь увидеть такие разные судьбы трёх подруг, поверить им от начала и до конца, а затем воодушевиться ровно настолько, насколько это можно сделать после просмотра фильма. Если и есть картины, которые способны заставить любого человека оглянуться на всю свою жизнь и со счастливой улыбкой пойти дальше, то «Москва слезам не верит» — это именно такое кино. Каждый герой — какое-то абсолютное открытие, цельный до проработанных мелочей персонаж, актуальность которого будет иметь место и еще через пятьдесят лет.

    Тоня (Раиса Рязанова). Искренняя и добрая девушка, приехавшая в Москву не хватать звёзд с неба, а просто жить. Как и во всём, в мужчине она не ищет никаких излишков и влюбляется в рабочего на стройке Николая (Борис Сморчков) — обычного, стандартного, ничем не примечательного для всех остальных, но самого лучшего для неё. Стесняясь, знакомится с его родителями. Робко выходит за него замуж. А дальше — они вместе живут своей простой и счастливой жизнью: совместно копят на холодильники, воспитывают детей, ездят на дачу.

    Люда (Ирина Муравьёва). Нужно быть до безумия талантливой, коей Муравьёва всегда и являлась, чтобы сделать даже из героини с такими приземлёнными идеалами очаровательную Люду, от которой зрителю глаз не отвезти. Вся московская жизнь девушки кажется ей самой лотереей, в которой она непременно должна выиграть… И Люда начинает играть. Достаёт пропуски в читальные залы Ленинки — поближе к интеллигенции, собирает вокруг себя мужчин всех званий и чинов, выбирает, выбирает, выбирает и очень боится ошибиться, прогадать. «Полюбить — так королеву! Проиграть — так миллион!», — кричит героиня Муравьёвой и подбирается к заветному миллиону, выходя замуж за перспективного спортсмена. Зритель обязан полюбить Люду за вечный оптимизм и разлюбить за стремление во всём брать только готовое, прикладывая к этому минимум усилий, — знаете, будто человеку все должны. Ей абсолютно чужда формула получения образования для последующего заработка; в диковинку, что чаще всего идеал нужно выращивать в любимом человеке самостоятельно — никто не рождён совершенным; Люда не понимает и не хочет понимать, что отношения и вся жизнь вообще — это в действительности огромный труд, в течение которого чем-то приходится жертвовать, чтобы потом начать приобретать. Люда и через двадцать лет верит в лотерею, в свой счастливый билет, до сих пор удивляясь хорошим мужчинам вокруг, рядом, но не с ней. И как-то вяло реагирует на меткое замечание коллеги: «Чтобы генеральшей стать, нужно за лейтенанта замуж выходить… Да помотаться с ним по гарнизонам лет двадцать, по тайге всякой, по пустыням».

    Катя (Вера Алентова). Моя любимая, ненаглядная, умнейшая женщина-героиня. Вся «Москва слезам не верит» начинается с того, что Катя заваливает вступительный экзамен в институт и уверенно повторяет себе, что в следующем году обязательно поступит. Затем Катя заваливает ещё один экзамен — любовный. Встретив Рудика, Останкинского оператора, девушка влюбляется и через некоторое время узнаёт, что носит его ребёнка. А дальше — вся женская слабость, вся непридуманная боль норовит сбить её с ног, когда на скамейке Гоголевского бульвара Рудик, предварительно всё обдумав и посоветовавшись с мамой, принимает решение оставить Катю одну. Через несколько месяцев на свет появляется маленькая Александра (Наталья Вавилова). И после только бессонные ночи в общежитии возле Сашиной кроватки, работа, университет и какое-то немыслимое от окружающей безысходности желание жить и справляться со всем в одиночку. Проходят годы, дочь сама становится студенткой, героиня Алентовой больше не Катя, а уже Екатерина Александровна, не рабочий на заводе, а его директор — независимая женщина, которая двадцать лет назад тихо плакала ночами от беспомощности… И плачет сейчас, потому что карьера не способна согреть её в холодные сумерки, потому что абсолютное счастье — это быть слабее, чем есть, и иметь рядом мужское плечо, которое всегда поддержит. Однажды Екатерина Александровна знакомится с Гогой — «Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора…» (Алексей Баталов). О них не хочется писать в рецензиях, о них не хочется даже говорить, за ними хочется только смотреть. Так, в сорок лет, Катя, встретив своё долгожданное счастье, начинает жить. Вся героиня раскрывается для меня в уникальном по своей честности монологе при встрече с Рудиком, которая спустя два десятка лет проходит всё на тех же скамейках Гоголевского бульвара. Судьба теперь позволяет Кате с улыбкой говорить ему: «Ты один? Без мамы?», и без лишней сентиментальности наблюдать, как он без прежнего энтузиазма рассказывает, что так и не встретил, не нашёл в жизни счастья, женился, разводился и сполна заплатил за себя прежнего. Катя больше не плачет:

    «Господи, я столько раз представляла себе эту нашу с тобой встречу, столько слов всяких придумывала, а встретились — и сказать нечего. Поначалу я еще очень сильно тебя любила, думала, что это мать тебя сбила с толку. Потом я тебя до смерти ненавидела. Потом я ужасно хотела, чтобы ты узнал о моих успехах и понял, как ты ошибся. А сейчас… Сейчас я думаю, если бы я не обожглась тогда так сильно, ничего бы из меня не получилось. Я думаю, хорошо, что ты на мне не женился. Потому что тогда я разминулась бы в жизни с единственным, но очень любимым моим человеком».

    Героиня Алентовой показывает, что только женщина, всегда будучи слабой, на самом деле может справиться со всем и не опустить руки. В это же время Георгий Иванович демонстрирует такое, казалось бы, редкое наличие настоящих мужчин… Или просто мужчин?

    « — Вы поступили как настоящий мужчина! — Перестань, я поступил как нормальный мужчина. Защищать и принимать решения — это мужская обязанность. Это нормально. Ты же не станешь хвалить женщину за то, что она стирает или готовит обед».

    Хочется благодарить всех и каждого, кто прикоснулся к созданию фильма, потому что чего стоят одни диалоги, один юмор, одни замечательные стихи и песни (учитывая, что за весь фильм их, если не ошибаюсь, всего две). 1979 год — бесподобная работа режиссёра, оператора, монтажёра, актёрского состава. 1981 год — заслуженный Оскар. 2015 год — всё такой же восторг от фильма, как и при первом просмотре. Всё это стоит дорогого — ровно настолько, что становится бесценным.

    10 из 10

    12 февраля 2015 | 03:57

    В современном мире кино очень трудно найти достойный фильм про жизнь, и многие даже не предполагают что такие фильмы надо искать в далеком прошлом, а когда они находят такие фильмы то вместе с главной героиней фильма Катей вздыхают «Как долго я тебя искала». Этот фильм очень впечатлил меня с самого детства и я очень много раз пересматривал его.

    Сюжет нам повествует о приехавшей в Москву трудяге Кате, которая очень хочет получить высшее образование и как все молодые найти свою любовь. К сожалению найти любовь не получилось и последствия неправильного выбора оказались очень серьезными, что прибавило жизненных трудностей и без того живущей в бедности героине. Но среди этих трудностей и поистине выдающейся несправедливости со стороны Родиона мы постоянно видим смех, радость и добрую атмосферу. Проще все таки раньше люди были, умели общаться. В общем фильм пропитан ностальгией тех времен. Спасибо режиссеру Владимиру Меньшову, которого я считаю выдающимся специалистом в своем деле. Тем не менее слезы, которым так никогда и не поверит Москва, в фильме присутствует и хочется плакать вместе с нашей героиней Катей, жизнь которой не сложилась из-за одной ошибки. Кстати, данный прием мы видим не раз. Известный хоккеист Сергей Гурин спивается из-за одной рюмки. В общем начинаются беды всегда с малого. Но главная идея фильма — никогда не сдавайся. Во второй части мы видим «плоды» Катиным мук и трудов, отличная профессия и блистательная дочь и что самое главное и радостное она нашла того единственного с которым я уверен проведет всю свою жизнь. Актеров очень хорошо подобрали и сыграли они прелестно, что еще одна заслуга Владимира Меньшова. Песни из этого фильма по сей день поют наши отцы и матери на каком-нибудь застолье, что говорит о самом выдающимся статусе любого фильма — фильм на века. Конечно не все современники поймут его и даже будут смотреть, но если вы это читаете я вас настоятельно призываю, посмотрите этот фильм. Кто знает, может именно он поможет вам прожить достойную жизнь и тоже как и Катя, после упорных трудов сказать те слова, которые она с таким чувством сказала Гоше. «Как долго я тебя искала». Фильм очень тронул.

    10 из 10

    14 октября 2011 | 19:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 1599 руб.
    DVD, 299 руб.
    Blu-Ray, 543 руб.
    книга, 480 руб.
    подробнее

    Новости


    В Москве состоялась церемония вручения первой сценарной премии «Слово» имени Валентина Черных. Основные призы достались выпускникам курса Рустама Ибрагимбекова. Президент премии Людмила Кожинова утверждает, что выпускников российских киновузов волнуют проблемы молодежи и отношений между поколениями. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Одно дело, когда снимаешь картину с большим бюджетом, масштабной рекламной кампанией, она должна обязательно окупиться. А «Стальная бабочка» недорогая, она копейки стоит. И я счастлив уже оттого, что мы вообще выходим в прокат. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Ксения Рождественская, в сотый раз пересмотревшая фильм по случаю его юбилея, пыталась понять другое: почему обычная мелодрама о провинциалках, приехавших на поиски счастья в столицу, была удостоена и «Оскара», и всенародной любви. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 321 242 181
    2.Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!11 355 225
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens6 973 316
    4.ВыжившийThe Revenant6 939 795
    5.The Revenant6 050 443
    05.02 — 07.02подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3200 661 706
    2.И грянул штормThe Finest Hours116 820 934
    3.30 свиданий56 189 214
    4.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa34 358 322
    5.Пятьдесят оттенков черногоFifty Shades of Black28 187 066
    05.02 — 07.02подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 085 924655 281
    Деньги556 224 013 руб.163 776 628
    Цена билета266,66 руб.4,00
    05.02 — 07.02подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    65.Офицеры8.376
    66.ПрислугаThe Help8.369
    67.Терминатор 2: Судный деньTerminator 2: Judgment Day8.367
    68.МалышThe Kid8.356
    69.Москва слезам не верит8.352
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Кловерфилд, 1010 Cloverfield Lane93.62%
    17.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me 293.44%
    18.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.38%
    19.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.27%
    20.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.24%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Пятьдесят оттенков черногоFifty Shades of Black7
    Лазурный берегBy the Sea16
    ОтраваPoison10
    Мальчишник: Часть IIIThe Hangover Part III134
    ДэдпулDeadpool48
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДэдпулDeadpool8.337
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.759
    И грянул штормThe Finest Hours7.449
    30 свиданий6.086
    В активном поискеHow to Be Single7.557
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!03.03
    Три девяткиTriple 903.03
    Дивергент, глава 3: За стенойThe Divergent Series: Allegiant10.03
    премьеры