всё о любом фильме:

Маленькая Вера

год
страна
слоган-
режиссерВасилий Пичул
сценарийМария Хмелик
директор фильмаВладимир Клименко, Юрий Пробер
операторЕфим Резников
композиторВладимир Матецкий
художникВладимир Постернак
монтажЕлена Заболоцкая
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
СССР  56 млн,    США  318 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время135 мин. / 02:15
Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем — он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В кинопрокате фильм посмотрел каждый 5-й человек в СССР — в общей сложности 56 млн. кинозрителей.
    • Первоначально на роль Веры планировалась Ирина Апексимова, но её утвердили на роль в фильме «Башня».
    • Картина снималась в городе Жданов, Украинская ССР (теперь город Мариуполь, Украина).
    • Занимает по посещаемости 24-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Первый советский фильм, где был продемонстрирован половой акт.
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:19

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм всего лишь 26-летнего дебютанта Василия Пичула, прямого ученика Марлена Хуциева, пользовался ошеломляющей популярностью в отечественном прокате, заняв престижное 24-е место среди рекордсменов за всю историю советского кино — рядом с «Судьбой» Евгения Матвеева, «Русским полем» Николая Москаленко и «Женщиной, которая поёт» Александра Орлова. Соседство только на первый взгляд странное и случайное. Потому что в «Маленькой Вере», несмотря на несомненный дерзкий вызов прежнему кинематографу (чаще всего неадекватно реагировали на вполне уместную и не грубую, особенно по нынешним понятиям, сексуальную сцену), содержатся элементы традиционного романа о «судьбе человека» и мелодрамы о «любви земной», но только в молодёжном исполнении. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 49 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Рассуждая о перестройкe в контексте массовой культуры конца восьмидесятых, стоит прежде всего подразумевать первого посланца этих процессов — поколение, рождённое в конце 60ых-начале 70ых, выросшего в момент наивысшего социального благополучия. Радикально новый ценностный и культурный посыл стал их первой жизненной установкой вне воспитательного очага. При прежнем контроле за искусством госмонополии и массовости производства в середине восьмидесятых советский народ впервые в мирное время испытывает культурный шок. Cложно переоценить влияние на эти процессы конкретных фильмов — от «Покания» до «Такси Блюза», через многочисленные «Аварии Маленьких Курьеров».

    В то время, когда одна образованная советская молодёжь, уже сильно увлечённая западной музыкой и кино, сохраняла врождённые крепость характера и масштабность мысли, тужась родить нового «последнего» героя с зеркалом в руках, как возможностью дать ему исправиться, другая — жадно обсасывала до косточек новые возможности самовыражения: как новые тематики (почему-то всегда связанные с куплей-продажей чести, любви и отечества), так и новые художественные приёмы (почему-то связанные со смакованием от показа грязного белья). Все надежды и чаяния первых потонули в глубокой экзистенциальной пустоте — культурологическому тупику, дыре, вырытой вторыми. К тому же эта дыра с определённого момента начала окропляться настоящей кровью гражданской войны почти на всех окраинах СССР, придавая ей болезненную осмысленность, чувство чёрного фатума. Вот и все герои «Маленькой Веры», предвосхитившей самый пик этих процессов — восемьдесят восьмом году, оказались затянуты в некий безумный метафизический лабиринт старых стен и деструктивных отношений, где каждый заточён в своей собственной обречённости.

    Актрису Наталью Негоду в образе Веры по-настоящему приятно разглядывать весь фильм. На фоне сюжетного абсурда даже откровенные сцены с актрисой воспринимаются так же легко, хотя видно, что преподносятся очень старательно. Но где самоуверенный герой-любовник Сергей (Андрей Соколов), который поначалу молча брал то, что ему нужно, в том числе и нашу фривольную героиню? А вот он, в больничной одежде, сидит на чужой кухне с чужими копошащимися людьми, совсем бледный, пока его некогда «есессно» любимая девушка находится в соседней комнате в предсамоубийственном состоянии; ещё немного и он будет раскачиваться из стороны в сторону, приговаривая «ку-ку», однако решает ополоснуть голову в раковине. Приводящий ко всему этому действу фактор по-человечески необъясним, являясь обыкновенной художественной грубостью. Сюда же можно приписать и колеблющихся, от отеческой любви до яростного презрения, родителей, людей вроде бы «той самой» старой закалки. Такое изображение матери и отца — совершенно безвольных и глухих заступников домостроевских порядков, распивающих крепкие спиртные по любому поводу, стране показывали впервые. Позже эти же карикатуры близких кровных связей прямо по шаблону будут использованы в «Авария — дочь мента» и прочих «гениях».

    Молодая столичная интеллигенция, воплощённая в брате Веры Викторе — безусловно наиболее тонкий мазок этого буйства красок. Не способный настроиться на собственной личной жизни, его застигают врасплох и на малой родине. Слепое и патологическое перебирание решений чужих проблем оборачивается нервными срывами на близких (не забываем про постоянное распитие) и брат хлопает дверью, только тогда когда осознаёт своё пагубное участие в этом бездарном цирке. Стоит отметить типологическое сходство Александра Негреба в этой роли с Александром Кайдановским, вплоть до манерности и интонаций.

    Если относится к сценарию как к совокупности сюжетых веток, проводов, а к повествованию как к пускаемому по ним электротоку, то главные сюжетные ветки «Маленькой Веры» обрываются даже не на полуслове, а на полувыдохе. Скажем, знакомство приблизительных ровесников Сергея-Виктора ограничивается по сути сценой их первого приятельского приветствия и эта потенциально выигрышная линия попросту пропадает, в отличие от, на мой взгляд, излишней развязки в линии Веры и её одноклассника-морячка. Не выражен в фильме и протест молодого поколения против нарочито категоричного и сухого мировоззрения старшего поколения. Вероятно, неприкрытое хамство и высокомерие в купе с невыносимой лёгкостью бытия описываемой молодости могли сойти за принцип искренней любви против мещанской показушности. Однако как может восприниматься бытовые хамство и высокомерие по отношению к старшему поколению — качества, просто не могущие вырасти в нечто большее — решительно непонятно. Не проросло чувства и в самой картине. Режиссёр Пичул, в конце концов, умудряется оборвать и наиболее развивающуюся ветвь отношений — Сергея и Веры. Понятно, что итоговой фарс не укрепит и не свяжет этих двух, изначально похожих — молодых, лёгких и независимых, под конец — непозволительно бесхребетных и безнадёжных, будто бы растворённых в своей пустоте.

    Финальная сцена «с милым рай и в шалаше» подана настолько предсказуемо, что кажется и не пыталась стать точкой повествования, не стала и запятой: нет в ней ни рая, ни милого, один сборный шалаш у всколоченной кровати младшего ребёнка семьи. Оттого единственный существенный итоговый вопрос — отеческий: «Что с тобой дальше будет, Вера?» Сцена семейного отдыха на побережье, когда Вера отражает тройным «Ха!» тираду обезумевшей по прихоти режиссёра матери, прокладывает прямой ассоциативный путь только к сигаревскому «Волчку», к главной роли Трояновой с её «Лла!»- эдакой взрослой Веры из недетских девяностых. Страшно подумать куда в самой жизни забредали подобные девочки — следующий за развалом страны «русский крест» слишком говорящ, чтобы говорить о лучшей судьбе.

    5 из 10

    23 сентября 2014 | 23:03

    В наше время этот фильм уже не смотрится. В то время, когда всем так хотелось перемен, но еще не знали, чего именно хочется, этот фильм прогремел. А теперь… О чем он? Чему учит хорошему?

    Пьянство, пьянство, сплошное пьянство, как водится у нас на Руси. Главные герои все отрицают, причем АБСОЛЮТНО ВСЕ! Не только то плохое, что видят в своих родителях, но заодно и все хорошее.

    Не пей, не кури, книжки по домоводству новоиспеченной женушке… А в ответ, только натуженный неестественный смех и сплошное паясничанье. Отрицается ВСЕ, словно все это — плохое и не имеет никакой ценности.

    Ну, допустим! Но что ты можешь предложить взамен? Ты можешь представить какую-то свою модель поведения, систему мировоззрений взамен разрушенной? Если так жить, по твоему мнению, не надо, то опиши нам свой взгляд на мир: а как надо?

    А то у нас все какие-то революционные методы: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» А какой мир мы затем построим, если у нас в головах даже нет никакого представления о том, каким должен быть этот новый мир? И что в нем будет хорошего?

    Мне рассказывают, что этот фильм был культовым в конце 80-хх. Не помню, я тогда еще была салажонком. Но посмотрев его сегодня… Лично мне скучно было наблюдать два часа за бессмысленным проживанием жизни глупых малолеток. Им можно посочувствовать… Но возводить этот фильм в культ? Брать с них пример? Увольте!

    2 ноября 2007 | 17:41

    Через 2 года «стукнет» 25 лет! 25 лет как «Маленькая Вера» начала переворачивать сознание зрителей. И первый эротический советский фильм, и зрители штурмующие кинозалы, и мнения советских газет про грязь и воспевание в фильме половых инстинктов.

    Все, все правильно. Все правда. Но это то, что на поверхности. Так на входе в кинотеатр. А на выходе?

    А на выходе, в глубине, все основательно, все детально продумано, все выстрадано. Это история вовсе не про «спивающееся совковое быдло», а практически полный нравственный аналог горьковской пьесы «На дне». Для своего, конечно, времени — второй половины 80-х годов 20 века и для своего места тоже — СССР.

    Советский зритель уходил с этого фильма молча, задумавшись, а не восторгаясь и отпуская сальные шутки по поводу увиденного на экране крупным планом оголенного бюста Натальи Негоды.

    Происходило это потому, что советский зритель, что бы сейчас не писали про то время, был несравненно более высоко нравственным человеческим существом для того, чтобы просто увидеть в «Маленькой Вере» первый эротический советский фильм.

    Советский зритель видел в «Маленькой Вере» то самое «Дно».

    Советский зритель знал, что запросто он может стать таким же, увиденным в фильме «Дном». И жить и любить и дышать как это «Дно».

    Поэтому на выходе советский зритель инстинктивно пытался оторваться от этого «Дна».

    Так, начатая в стране, как «инициатива сверху» «Перестройка» переросла в стихийную «инициативу снизу», а с фильмом «Маленькая Вера» Василий Пичул, наряду с Динарой Асановой («Пацаны»), Валерием Рыбаревым («Меня зовут Арлекино»), Вадимом Абдрашитовым («Плюмбум или Опасная игра») стал основателем абсолютно нового жанра киноискусства.

    Жанром родителем которого с полной уверенностью может считаться канувшая в небытие, похороненная стихийной «инициативой снизу» страна — Советский Союз.

    Жанра — социальная драма.

    Р.S. Ну и безусловно нельзя судить людей испытывающих неиссякаемое желание стать лучше и оторваться от «Дна», которые повелись на этот киногимн революции.

    10 из 10

    5 апреля 2011 | 16:25

    «Перемен. Мы ждем перемен…»

    Теперь-то любой школьник знает, каких именно перемен задорно жаждал Виктор Цой. Это сегодня мы не ожидаем от отечественного кино каких-то маяков новой эпохи. Скорее это фильмы демонстрируют, то, чем уже живет матушка-Россия. Но когда-то было все иначе. К горбачевской перестройке можно относится как положительно, так и резко отрицательно. Но одно несомненно: людям, сытым по горло рушащимися иллюзиями о светлом коммунистическом будущем, очень нужно было «другое» кино. Не за обнаженкой гонялись граждане, нет-нет. Они хотели видеть правду на экране, что семьи могут быть по-толстовски «несчастливы по своему». Люди хотели видеть, как чисто бытовые сложности способны погубить зарождающееся светлое чувство. Ведь это многим так знакомо! Образ «рабочего» и «крестьянки» отжил свое, и нашлись те, кто сумел понять чаяния пролетарского народа. Понять и преподнести страждущей публике кино, которое по праву является знаменем скоротечной, но поворотной эпохи нашей страны.

    Обычный захолустный городишко, вполне заурядная семья, родители из рабочего класса, весьма падкие на выпивку. Они живут (а точнее существуют) архаичными идеалами, с родной дочерью они все хуже и хуже понимают друг друга. Веру трудно назвать красавицей, да и о типичности ее внешности, сподручнее рассуждать тем, кто застал перестройку в более взрослом возрасте, чем я. Но вольнодумие вчерашней школьницы весьма характерно для ее сверстниц, в этом можно не сомневаться. Чем заняться девчонке, если она совсем не рвется продолжать обучение? Танцплощадка, курево, подпольное видео, сомнительные друзья, распутные связи — полный букет «хиппующей» советской молодежи. Впрочем, они-то себя советскими считать не хотят.

    «Только, только, только, только этого мало…»

    Песня заслуженной Софии Ротару в «другом» кино не просто так. Главная проблема Веры, и ее окружения — они не знают, чего по-настоящему в жизни хотят. Советская система образования когда-то считалась в мире лучшей, следовательно ребята неглупы. Но куда же податься, если заграница по-прежнему недостижима? Мышление Веры еще абсолютно хрупкое, она подвержена влиянию, например своей шустрой подруги Лены. Что из себя представляют отношения мелированной оторвы и будущего моряка Андрея? Он-то по ней с ума сходит, а она его лишь терпит, видимо просто заполняет вакуум.

    И вот на захудалом «дискаче» появляется симпатичный парень из какого-то другого сословия. Сергей худо-бедно определился в жизни, учится на металлурга, живет в общаге и совсем не тужит. Он хорош собой, девки так слюнки и пускают, но, что важнее, он олицетворяет собой интеллектуальное будущее. То самое будущее, когда молодежь не будет интегрироваться в эпоху. Она будет творить эпоху. Они вполне подошли друг другу. Раскованный парень и отвязная девчонка. Остается неясной природа чувств Сергея. Полюбил ли он ее? Или просто воспользовался ситуацией, особенно, когда выпал шанс переселиться в нормальное жилье.

    «Было, было, было, было, но прошло…»

    Хрупкую любовь необходимо беречь, выпестовать ее в чувство, навсегда объединяющее двух людей. Еще одна песня Софии Михайловны словно грозное предостережение шустрой молодежи. Вера что-то там лопочет про возможную беременность, но разве можно ее вообразить заботливой мамочкой?! И не в годах тут дело. Ее созревание пока узконаправленное. Она встретила человека, в котором вероятно, воплотились ее девичьи грезы, но вот о совместном быте она едва ли всерьез задумывалась. Пусть не лежит ее душа к училищу, но кем она сама себя видит? Всего лишь домохозяйкой? Бесцельность гасит самые прекрасные порывы ее юной души. Предстоящую семейную грозу несложно было предвидеть. Сергей, как представить современного поколения, не считает нужным сдерживать раздражение вериными родителями, он им чуть ли не с порога вынес приговор. В семейных склоках, традиционно, сложно найти лишь одну виноватую сторону. Одинаково неправы тут все четверо.

    Вера, что поторопилась с переездом возлюбленного.

    Сергей, который уже знал, в какую семью идет.

    Отец, растворивший остатки авторитета в сорокоградусной бутылке.

    Мать, за рутинными домашними хлопотами переставшая слышать своих детей.

    Ничто не бьет по кумполу неожиданно. Предупреждение жизнь всегда объявляет. Вот только не каждый способен услышать и отреагировать. Роль в событиях брата Веры, Виктора не стоит недооценивать. Мы не знаем, насколько он там в Москве счастлив. Но то, что он уже смотрит на мир не замыленными глазами — безусловно. Он не может не любить своих папу и маму, но очевидно, эти посещения ему даются с большим трудом, и надо же, сестренка выбрала себе в женихи его старого приятеля! Сцена торжественного знакомства Сергея с родителями невесты, видится мне ключевой. Виктор буквально вспыхивает, понимая, что нет у такого союза в этих условиях будущего. Жених даже не счел нужным принарядится! Когда ни одна из сторон не стремится к компромиссу — это не семья, это по сути, коммунальщина. Маленькую Веру остается только пожалеть. Она действительно жертва обстоятельств. Девушка хочет любить и быть любимой. Ее безвкусная прическа кричит: «вот она я. Девочка созрела». У нее был выбор: получить образование, дождаться своего морячка и строить типичную «ячейку общества». Но кому бы нужно было это кино? Вера и Сергей хотят себе иной судьбы, скука для них смерть. Но что они сделали для изменения своего быта? Парня не стоит жалеть. Да, будущий тесть отвратителен. Но зачем же мучиться под одной крышей? Любимую под мышку и куда-нибудь подальше. Да хоть в общагу, ведь можно и по-быстрому расписаться. А здесь парадокс. Родителей он терпеть не может, но менять ничего не стремиться. И это будущий глава семьи?..

    Шокирующее кино по-разному повлияло на судьбы героев. Наталья Негода даже побывала в роли секс-символа рушащегося Союза, хотя особым изяществом не обладает. Сейчас о ней уже давно забыли. Хотя столь яркая роль должна была иметь достойное продолжение. Андрей Соколов за 25 лет почти не изменился. Постарел, конечно, но он все такой же интеллигентный, самодовольный и развязный. Его героями быстро очаровываешься и так же быстро разочаровываешься. К примеру, в его Сергее не чувствуется человека действия. Обратившись к классику, он скорее Обломов, а не Штольц. И его трагедия в том, что он сам себя не тем считает.

    «Маленькая Вера» просто должна была выйти на экран. Крушение старых идеалов не мыслимо без подобных ориентиров. Чтобы лучше понять это кино, надо было видеть его тогда, в 1988-м. Но это не значит, что оно само стало анахронизмом. Напротив, это памятник эпохе. Из песни слов не выкинешь. Так и из истории не надо вырывать малоприглядные вещи. Люди «проголосовали» за эту ленту «ногами», а значит Наталья Негода не зря решилась показать стране грудь. И пусть, сама она не обрела актерского счастья, зато самая известная ее работа будет привлекать еще не одно поколение ценителей советского наследия.

    7,5 из 10

    13 ноября 2014 | 14:44

    Это и есть тот культовый фильм второй половины 80-х, по поводу которого сломано столько копий?! Да ну. Я-то думал: «коррупция в комсомоле, секс в пионерских лагерях!» А тут… Мелко.

    Показали на большом экране тупое спившееся быдло и только-то?! Дешёвый сиюминутный эффект. Культурный шок — не более того. Примитив. Художественной ценности — ноль целых ноль десятых. Напомнило чем-то недавнее «Все умрут, а я останусь» — такое же недонесенное поутру до нужника ведро с ночными экскрементами.

    Что искренне удивило — герой А. Соколова. Я почему-то думал, что он играет в этом фильме отрицательного персонажа (уж не знаю, почему) и добрых полфильма наивно ждал развития событий в духе «он ее бросил» и т. п. А потом случился удар кухонным ножом. Это даже не гром среди ясного неба, это просто с ног на голову. Сюрприз. Фильм-то, оказывается, вовсе не о несчастной любви (хотя в подобных картинах вообще язык с трудом поворачивается произносить это слово — настолько ему не место среди грязи и мерзости)! «Это в принципе меняет дело!»

    Жаль только что роль А. Соколова на этом практически заканчивается, потому что он, определенно, ключевая фигура в картине. И дело не только в выдающихся внешних данных, хотя этого тоже требовал сюжет. Куда как интереснее презрение, которое он демонстрирует по отношению к убогим ничтожествам, с которыми свела его судьба. «Почему у тебя родители такие тупые?!» — вопрошает он. Шикарная фраза. Одно непонятно: что он нашел в героине? На этот опрос у меня нет ответа. И это, определенно, недостаток картины. И концовка меня тоже не вдохновила: так и видится что-нибудь в духе прыжка из окна из «Барханова», ан, нет. Жаль.

    Ю. Назаров мне не понравился. Сложилось впечатление, что он сыграл самого себя. В том смысле, что уж больно типаж подходящий — напрягаться, такое ощущение, не пришлось даже. Но еще больше не понравилась Н. Негода. Показалось, что она безбожно переигрывает (особенно в сценах пьяных истерик), быть может, оттого, что не знает, как надо. А отсюда вывод о надуманности, ну, или, как минимум, гипертрофированности происходящего на экране.

    Опять же возник вопрос: а зачем это было снимать и показывать? Цель? Чего хотели добиться? Если это очередная претензия на «правду жизни» — увольте — делать выводы на основании подобных «зарисовок с натуры» (даже если!) — по меньшей мере, глупо.

    В общем, я ждал чего-то более радикального, пусть дерзкого и нестандартного, но непременно содержательного. Ничего подобного нет и в помине. Что ж, в любом случае в этом нужно было убедиться лично.

    5 из 10

    10 марта 2010 | 11:11

    Это последний советский фильм, собравший в отечественном прокате более пятидесяти миллионов зрителей и оказавшийся, своего рода, водоразделом между советским и новым российским кино. Самый громкий фильм «эпохи Перестройки и гласности» может считаться её манифестом, который не только никуда не зовет, но, наоборот, обнажает ужас трагического существования.

    Дебютирующий в большом кино 27-летний Василий Пичул снимал ленту на своей родине, в украинском городе Жданове, бывшем и будущем Мариуполе. Бытовая драма о «полусреднем» классе советского общества столь плотно соприкасается с социальной поверхностью, что кажется почти беспросветной чернухой. Но, вместе с тем, неожиданно набирает объём «языческой притчи», где накал атеистических страстей встаёт вровень с творениями Шекспира.

    Мучительное стремление Веры избавиться от родовой привязанности к царству кастрюль и трёхлитровых банок (настоящим несчастьем для Вериной мамы становится отказ детей кушать приготовленные угощения) и невозможность эту привязанность преодолеть приводит к юношескому экстремизму и лихорадочному бегству от реальности в красивую любовь. На советского зрителя, долгие десятилетия убаюкиваемого розово-стерильным псевдореализмом, обрушилось вдруг нечто правдивое и одновременно пугающее — и эротикой, и неподдельной болью. Прозрачная метафора проглядывает уже в названии: Вера здесь не только имя, но и то чувство, что ещё теплится в героях, в их, построенном на рефлексах, почти животном образе жизни.

    В то время как старшее поколение — недалёкое, пьющее, злое — думает только о добыче хлеба насущного, младшее ищет спасения в любовном томлении и чувственных наслаждениях. Первая «совсем откровенная» эротическая сцена в советском кино сразу заставила прикусить языки тех, кто уверял всех, что «секса у нас нет». До сих пор вспоминаются те гигантские очереди, что выстраивались на первое «клубничное кино» made in USSR. Весь зал замирал, как по команде, затаив дыхание в сцене, где Вера топлес покачивалась на любовнике в позе наездницы. Пятьдесят с лишним миллионов зрителей — это не шутка. Это каждый пятый житель СССР.

    Скорбная чувственность молодого режиссёра была преумножена не просто точными, но для большинства исполнителей лучшими в их послужных списках актёрскими работами, с которыми после выхода фильма стали ассоциироваться их имена. Интересный и печальный факт: никто из нового поколения актёров, открытых Пичулом, не смог в дальнейшем реализоваться столь же эффективно и эффектно. Ни Наталья Негода, ставшая жертвой своего образа, ни Андрей Соколов, хоть и сыгравший затем множество других ролей, но всё каких-то необязательных, ни острохарактерная Александра Табакова, блеснувшая тут в роли подружки, ни Александр Алексеев-Негреба, сгинувший непонятно куда.

    Не выглядит особо успешной и творческая судьба самого режиссёра. После триумфального дебюта он, по большому счёту, так и не нашёл себя в игровом кино, а затем и вовсе перешёл на телевидение. Там занялся серийным производством «Кукол», «Старых песен о главном», клиповой подёнщиной, а в последующие годы начал заниматься ещё и неигровой публицистикой, выпустив несколько документальных фильмов о советских вождях — Сталине и иже с ним.

    Казалось бы, «Маленькая Вера», которую в 1988-м «категорически боялись» выпускать на экраны, уже тогда окончательно попрощалась с постылым социализмом и вроде как сулила в самой близкой перспективе что-то абсолютно светлое и счастливое. Но всё, что пришло следом, оказалось не меньшей катастрофой, нежели то, что случилась с главной героиней. Вот почему сегодня этот фильм вызывает (по крайней мере, у тех, кто впервые увидел его в год выпуска) болезненное чувство ностальгии — как старая песня о так и не случившемся главном.

    1 марта 2014 | 20:19

    Советские фильмы навсегда останутся для меня фильмами, которые можно пересматривать по несколько раз и в которых главная ценность наша душа. Можно либо расплакаться от радости либо вздохнуть от безысходности ситуации. Но в этом фильме нету души. Нам показали анти утопию. Семья, в которой все друг на друга орут, не уважают и более того — ненавидят. Разве такие были ценности в Советском Союзе? Неужели этот фильм понравился всем именно своей откровенностью. Или приятно было смотреть на кучу психически больных людей в криках которых ничего не понятно? Для меня загадка.

    Такой беспорядок, какой был в этой семье — отразился и на сюжет. Несколько буквально оборванных сюжетных линий и даже закончили фильм считай на полу слове. А такое непростительно для любого фильма. Во время всего фильма мы только и видим людей напрочь лишенных всяких ценностей и думающих только о себе. Конечно фильм пытался показать нам контраст между рабочей семьей и людьми из высшего света, но с данной задачей он не справился. Более того студент Сергей нисколько и не выделился из общей массы так называемых людей.

    Может быть на этот фильм так сыграла «перестройка» затеянная как раз в те годы нашим правительством, и пытающихся как-то то ли доказать то ли оправдаться дескать мы не замкнутая страна, мы можем оголится перед экраном мы можем весь фильм плевать друг в друга орать и вести несуразные диалоги. Лично я, на месте руководителей того времени, посмотрев бы этот фильм напрочь бы забыл об идее распада СССР, такая демократия нам не нужна. Конечно я говорю именно про кино, многие согласятся со мной что русские фильмы намного уступают советским, не считая фильмы переходного периода, которым и является данная картина. Ни тут ни там, полный беспорядок. Ничего непонятно. Посредственный сюжет.

    Очень плохой фильм.

    7 апреля 2012 | 09:00

    Сотни фильмов оказывали на меня моральное воздействие разной степени концентрации, но лишь одна картина попробовала изменить физически. Когда водоворот выходящих из провинциального, но гордого кинотеатра «Смена», смешался с толпой жаждущих вот-вот увидеть это самое размером три на четыре метра, меня самым натуральным образом сплющило так, что выдох задержался в районе диафрагмы, а желание приобщиться к великому было враз смыто панической волной жажды жизни. На этой волне и внесло в зал.

    Ну, естественно, в тот раз нас надурили. Из двух с половиной сцен показали половину, сегодняшние недоросли на ту клубничку сейчас бы и взгляда не кинули, на телеканалах в детское время уже давно показывают поглубже и пожестче. Но и тех мгновений хватило на разбор полетов назавтра. Внеплановый классный час по факту резкой деградации поколений, недоумевающая речь воспитателя душ, оскорбленной недостойным стадным выплеском вспоминается (фрагментами) и через четверть века.

    А, между тем, «Маленькая Вера» оказалась не шлюзовыми ворота чернухи и бытовухи, полившихся на протяжении доброго десятка лет, а вполне обычным советским реалистическим кино. Таким же, как «Родня» или «Белые Росы». Вот только вектор у него был необычный, без светлого будущего. Зритель вдруг увидел свою жизнь без романтического флера. И, конечно, многим было трудно согласиться, что их идеалы оказались такими маленькими.

    Но на гнетущие заводские трубы или облезлые студенческие стены, украшенные пустыми сигаретными пачками, обращаешь внимание потом. Вначале перед нами встают герои. Заглавный персонаж Натальи Негоды ничего не желает из предложенного общественностью набора. Ни учиться, ни работать, ни вить семейное гнездышко. Вовсе не потому, что она шалава, какой кажется окружающим. Такой её выпустил в жизнь индустриальный социализм, ограниченной, но чувствующей фальшь происходящего. Студент Андрея Соколова — герой другого толка. Обаятельный, толковый парень окунается в бесхитростную суету спящего городишки, где молодежи, кроме толковищ на дискотеках и податься некуда. Сергей — лентяй, и поэтому мерное покачивание поверхности житейского болота начинает обволакивать и его, засасывая в никуда.

    Семья Маленькой Веры — наглядный срез не только перестроечной, но современной ячейки общества. Рутина выжгла чувства, стерла цели и ориентиры. Отец (Юрий Назаров) давно стал винтиком, не знающим, для чего он выточен. «КамАЗ», самогонка, ты меня уважаешь — по похожим схемам живёт большинство российских мужиков за сорок, ничего не ждущих и ничего не желающих. Ещё более типична мать (Людмила Зайцева) — механизм отработал заданную программу, всё как у людей, пошла закатывать арбузы. Даже вышедший в люди брат Виктор (Александр Негреба) — он «тоже вышел родом из народа», его тонкий лоск столичного человека мгновенно сереет под свинцовыми тучами беспросветности. Но ему хоть есть куда убежать.

    А жителям глубинки, где живу и я, убежать некуда. Советское мещанство, достигшее апогея в восьмидесятых, никуда не делось и сейчас. Оно плесневеет в панельных стенах хрущевок, оно проявляется в инертности молодежи, всё так же считающих убогую дискотеку достойным времяпровождением. Не потому, что люди — какие-то деградировавшие. Просто у них — маленькие желания, маленькая цель. И вера тоже маленькая.

    24 апреля 2012 | 12:37

    Папа Коля, водитель, без которого «никто работать не будет», так и не дождался ответа на свой вопрос. Еще бы! Ведь Вера-Верочка, тоненькая веточка, младшая дочь водителя и работницы швейной фабрики думает только о том, как устроить собственную жизнь в нелегкое время перестройки.

    Папа — беспробудный алкаш, которого держит только работа. Мама — отупевшая от стирок и плиты средних лет женщина, которой нет дела до взрослых проблем 17-и летней дочери. Старший брат Витя — единственный нормальный человек в семье, которому удалось вырваться из провинциальной, обрыдлой жизни на «большую землю» в Москву, обзавестись семьей и работать врачом, хоть и «тёща каждый день попрекает». Именно на него у родителей одна надежда остепенить разнузданную Веру: «Вот Виктор приедет, пускай он ее учит». Но Вера сама кого хочешь научит взрослой жизни, с которой ей пришлось так быстро столкнуться.

    Фильм снимали в моем родном городе — Мариуполе. Оттуда родом и режиссер картины, Василий Пичул, это его дипломная работа, в которой он хотел показать все «прелести» жизни рядовой провинциальной семьи. Его родители, как и родители Веры и Виктора, простые работяги, отец — заводской рабочий, мама трудилась на швейной фабрике. Сценарий к фильму написала его жена — коренная москвичка Мария Хмелик. Отец Маши — известный детский писатель Александр Хмелик в ту пору был главным редактором киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького, где запускалась в производство «Маленькая Вера».

    Фильм вызвал горячие и яростные споры, о нём много говорили и писали. Но для меня это не главное. Этот фильм — исповедь. Фильм о той жизни, которая рядом с нами.

    Интересные факты

    На фильм невозможно было попасть. Билеты на все сеансы раскупили за несколько дней. Чтобы посмотреть «Маленькую Веру», народ штурмом брал кинозалы — разбивал окна, срывал двери с петель.

    В числе возненавидевших картину был и Михаил Горбачев. Говорят, во время просмотра фильма у себя на даче он рвал и метал, когда увидел на экране «непристойные вещи».

    «Веру» продали в 12 стран мира. Там она принесла баснословные прибыли и собрала огромное количество наград. Негода колесила с фильмом по миру и даже выступила соведущей на церемонии вручения «Оскара», а в мае 1989 первой из советских женщин снялась для «Плейбоя». Слоган «Из России — с любовью!» стал самым популярным на Западе.

    Четыре года Василий Пичул искал деньги, и неизвестно, как сложилась бы судьба «Маленькой Веры», если бы не поддержка режиссера-постановщика «Семнадцати мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Татьяна Михайловна тогда была депутатом и делегатом перестроечных съездов. Где-то она замолвила слово, где-то надавила своим авторитетом…

    Постельную сцену снимали всем составом. Негоду и Соколова окружили 25 человек: кто со светом, кто с гримом, кто просто глазел… Оператор говорил актерам, что надо делать, как двигаться. Кстати, обнаженка Негоде стоила личного счастья. Именно постельная сцена поставила точку в ее трехлетнем романе с Ефремовым-младшим.

    Василий Пичул решил снять продолжение некогда популярного фильма. По его задумке действие картины будет происходить в Москве и Америке. Главные герои — подросшие дети Негоды и Соколова. Актеры уже получили приглашение сыграть самих себя, но пока согласия на участие в этом проекте не дали. Наталья Негода живет в Лос-Анджелесе, она не снимается, ведет затворнический образ жизни, иногда приезжает в Москву, с прессой почти не общается.

    Я люблю свой город, я люблю этот фильм.

    10 из 10

    26 июня 2014 | 17:32

    Первая ассоциация, что сразу приходит на ум при очередном просмотре Маленькой Веры-это реальность, которую мы имеем сейчас, но которая была написана Мариной Хмелик и снята Василием Пичулом 23 года назад.

    1987-1988 гг. доживающая свой век советская реальность, когда старое было безвозвратно разрушено, а новое построить ещё только предстояло. Нет идеалов, ведь мы уже не строим коммунизм, диаметрально противоположно сместились ориентиры, моральные принципы умирают вместе со страной… И что вы хотите увидеть в только что окончившей школу девушке, живущей в промышленном городке на берегу моря, «воспитанную» вечно работающей матерью и чаще всего пьяным отцом в условиях 1988 года? Что-то лучше? А было ли? Все фильмы того периода отличаются своеобразной грустью и невообразимой яркостью тогдашней молодежи, достаточно вспомнить «Аварию-дочь мента» и ещё с пару… Другой вопрос, какой была яркость? Мы её расцениваем как отрицательную(в наше то время всё намного хуже), а тогда это было нормой.

    Обыденная жизнь. Всё течет, да только ничего не изменяется. Как тут не влюбиться в 18 то лет, как не погулять на полную катушку, как не поиграть с законом и с родителями? Молодая, бесшабашная Вера, да глуповата, да, слегка примитивна в своих желаниях, но позвольте, режиссёр четко обрисовывает нам пейзажи, в которых течёт её жизнь и где уж тут набраться высокоморальных ценностей в промышленном то городишке с мамой-оператором швейной фабрики и папой- водителем Камаза? Запросто пойти с красивым парнем после драки на дискотеке, наутро спросить «Ты меня любишь-Ну естессна», а через неделю сказать «Я беременна, но он же жениться не отказывается». И брат Виктор, выбившийся в люди и привыкший судить в провинции по московским взглядам, вроде как оплот правильности и урок, вот мол, потрудишься и всего добьёшся, да только так ли это? И Сергей, вдруг полюбивший эту девушку, да только не смирившийся с её тупыми родителями? Он то знает, что бывает по другому. И вся эта серость, в виде пьяного отца и усталой, больной матери, которая махнула на Веру рукой, только б вызов из училища пришёл, «ведь быть телефонисткой лучше, чем горшки в садике мыть» И даже поножовщина вещь вполне обычная. Ну не бывает при столкновение двух разных культур и поколений мягкого удара.

    Это жизнь. Жизнь как она есть. Неужто сейчас в провинции что-то изменилось? Где-нибудь в далёком городке на берегу безымянного моря кто-то влюбляется, кто-то дерется, кто-то пьёт, а кто-то пишет стихи, наподобие тех, что писала подруга Веры «Беззащитный человек утопает в море, Хоть улыбка на лице, а какое горе» Она, кстати и позу из йоги хорошую знала, «Ха» называется.

    Вообщем, фильм на года, на года вперед.

    Не могу не отметить игру актёров. Негода, Соколов, Назаров, Зайцева, Негреба, Табакова… Нигде не слышала, что бы эти актёры перед съёмками наблюдали за жизнью обычных людей, но образы свои воплотили прекрасно.

    За замечательный фильм конца 80-х, за отлично переданную атмосферу, которая ощущается в нём до сих, за сюжет, который потряс тогда и смотрится актуальным сейчас:

    10 из 10

    24 января 2011 | 18:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 1080 руб.
    DVD, 490 руб.
    подробнее

    Новости


    Выдающийся российский актер, на счету которого больше сотни ролей в кино, а также бесчисленное количество работ в озвучании, Александр Леньков ушел из жизни в возрасте 70 лет. В его фильмографии присутствуют такие картины, как «Ключи от неба», «Дайте жалобную книгу», «По секрету всему свету», «Маленькая Вера» и «Сибирский цирюльник». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Получается, «Жизнь Адель» как флешбэк к «Увертке». Но здесь мы показываем куда более глубокий образ. Адель и Эмма из разных социальных слоев. Эмма — из буржуазного, интеллектуального, Адель — обычная девочка с улицы. Меня больше интересовала тема случайности их встречи. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В прокат выходит «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, где одну из главных ролей исполнил Александр Збруев — артист, давно не баловавший нас своим появлением на большом экране. Пользуясь случаем, КиноПоиск решил рассказать о других актерах с характером, чьи недавние примеры говорят о том, что вернуться в зону зрительского внимания никогда не поздно. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 9-11 сентября
    Правительство не обсудило с кинематографистами условия выплаты гонораров (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ДомHome54 000 000
    2.Крепись!Get Hard34 610 000
    3.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent22 075 000
    4.ЗолушкаCinderella17 515 000
    5.Оно следует за тобойIt Follows4 021 000
    27.03 — 29.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious 7857 010 108
    2.Битва за Севастополь67 859 386
    3.ДомHome23 562 198
    4.Призрак23 356 585
    5.Женщины против мужчин23 259 603
    09.04 — 12.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 699 0321 292 702
    Деньги1 043 171 286 руб.436 486 594
    Цена билета282,01 руб.29,89
    09.04 — 12.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    205.ПсихоPsycho8.104
    206.Девочка, покорившая времяToki o kakeru shôjo8.104
    207.Билли ЭллиотBilly Elliot8.104
    208.СтенаPink Floyd The Wall8.104
    209.Красота по-американскиAmerican Beauty8.103
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Три девяткиTriple 991.72%
    42.ФлэшThe Flash91.72%
    43.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road91.69%
    44.АлохаAloha91.37%
    45.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.24%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Станционный смотрительThe Station Agent14
    Форсаж 7Furious 790
    DoomDoom102
    Территория7
    Призрак25
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious 77.413
    Территория7.510
    Битва за Севастополь7.865
    Ночной беглецRun All Night6.721
    Призрак7.393
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    А зори здесь тихие...30.04
    Одной левой07.05
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Идеальный голос 2Pitch Perfect 214.05
    премьеры