всё о любом фильме:

Маленькая Вера

год
страна
слоган-
режиссерВасилий Пичул
сценарийМария Хмелик
директор фильмаВладимир Клименко, Юрий Пробер
операторЕфим Резников
композиторВладимир Матецкий
художникВладимир Постернак
монтажЕлена Заболоцкая
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
СССР  56 млн,    США  318 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время135 мин. / 02:15
Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем — он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В кинопрокате фильм посмотрел каждый 5-й человек в СССР — в общей сложности 56 млн. кинозрителей.
    • Первоначально на роль Веры планировалась Ирина Апексимова, но её утвердили на роль в фильме «Башня».
    • Картина снималась в городе Жданов, Украинская ССР (теперь город Мариуполь, Украина).
    • Занимает по посещаемости 24-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Первый советский фильм, где был продемонстрирован половой акт.
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:19

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм всего лишь 26-летнего дебютанта Василия Пичула, прямого ученика Марлена Хуциева, пользовался ошеломляющей популярностью в отечественном прокате, заняв престижное 24-е место среди рекордсменов за всю историю советского кино — рядом с «Судьбой» Евгения Матвеева, «Русским полем» Николая Москаленко и «Женщиной, которая поёт» Александра Орлова. Соседство только на первый взгляд странное и случайное. Потому что в «Маленькой Вере», несмотря на несомненный дерзкий вызов прежнему кинематографу (чаще всего неадекватно реагировали на вполне уместную и не грубую, особенно по нынешним понятиям, сексуальную сцену), содержатся элементы традиционного романа о «судьбе человека» и мелодрамы о «любви земной», но только в молодёжном исполнении. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 68 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    От фильма «Маленькая Вера» Василия Пичулы у меня остались двойственные чувства. Мне невероятно понравилась работа оператора, монтаж, игра актеров да и проблема, поднятая в ленте оказалась близкой и актуальной. Но на написание рецензии меня сподвигло отнюдь не это. Для того, чтобы все стало более понятно, лучше начну сначала.

    К просмотру я приступила по причине того, что родители неоднократно при мне упоминали название фильма и не раз обсуждали его, неприменно вспоминая годы своей юности. Говоря о данной ленте они каждый раз будто не замечали меня, полностью погружаясь в свои воспоминания, будто минувших десятилетий и не было. По сути, данный фильм иллюстрирует их молодость, а значит, может помочь понять из чего же сделаны эти странные существа с другой планеты, в народе именуемые «родителями».

    Фильм «Маленькая Вера» — бунт своего времени. Мама с папой до их пор говорят о нем с благоговением. Но их битва уже проиграна: не заметно для самих себя они превратились в родителей неприкаянной Веры! Причем говоря так, я ни в коем случае не подразумеваю себя под главной героиней.

    Нет! Это же не просто проблема отцов и детей. Тут поднимается другой, более важный для меня вопрос: борьба человека с мещанством.

    В юности бунт не является чем-то сверхъестественным: кровь кипит и все такое. Это лишь органическая потребность подрастающего человечка. А потом, как говорится, обстоятельства берут верх, а значит, никто не виноват.

    Складывается ощущение, что стареет не только тело, но и, как это не прискорбно, душа. А данное и является по-настоящему страшным.

    Возможно, я не правильно поняла фильм, но мне кажется, что в нем изображена постоянно сменяющаяся череда «неугомонных Вер» «родителями Веры». А сам фильм призван обратить внимание человека на эту ужасающую закономерность, помочь ему осознать проблему. А там уже каждый сам решает, стоит ли покидать данный заколдованный круг или лучше все же согласиться, что и в нем достаточно уютно (по крайней мере спокойно)…

    лично я выбор уже сделала

    4 ноября 2012 | 00:01

    Первая ассоциация, что сразу приходит на ум при очередном просмотре Маленькой Веры-это реальность, которую мы имеем сейчас, но которая была написана Мариной Хмелик и снята Василием Пичулом 23 года назад.

    1987-1988 гг. доживающая свой век советская реальность, когда старое было безвозвратно разрушено, а новое построить ещё только предстояло. Нет идеалов, ведь мы уже не строим коммунизм, диаметрально противоположно сместились ориентиры, моральные принципы умирают вместе со страной… И что вы хотите увидеть в только что окончившей школу девушке, живущей в промышленном городке на берегу моря, «воспитанную» вечно работающей матерью и чаще всего пьяным отцом в условиях 1988 года? Что-то лучше? А было ли? Все фильмы того периода отличаются своеобразной грустью и невообразимой яркостью тогдашней молодежи, достаточно вспомнить «Аварию-дочь мента» и ещё с пару… Другой вопрос, какой была яркость? Мы её расцениваем как отрицательную(в наше то время всё намного хуже), а тогда это было нормой.

    Обыденная жизнь. Всё течет, да только ничего не изменяется. Как тут не влюбиться в 18 то лет, как не погулять на полную катушку, как не поиграть с законом и с родителями? Молодая, бесшабашная Вера, да глуповата, да, слегка примитивна в своих желаниях, но позвольте, режиссёр четко обрисовывает нам пейзажи, в которых течёт её жизнь и где уж тут набраться высокоморальных ценностей в промышленном то городишке с мамой-оператором швейной фабрики и папой- водителем Камаза? Запросто пойти с красивым парнем после драки на дискотеке, наутро спросить «Ты меня любишь-Ну естессна», а через неделю сказать «Я беременна, но он же жениться не отказывается». И брат Виктор, выбившийся в люди и привыкший судить в провинции по московским взглядам, вроде как оплот правильности и урок, вот мол, потрудишься и всего добьёшся, да только так ли это? И Сергей, вдруг полюбивший эту девушку, да только не смирившийся с её тупыми родителями? Он то знает, что бывает по другому. И вся эта серость, в виде пьяного отца и усталой, больной матери, которая махнула на Веру рукой, только б вызов из училища пришёл, «ведь быть телефонисткой лучше, чем горшки в садике мыть» И даже поножовщина вещь вполне обычная. Ну не бывает при столкновение двух разных культур и поколений мягкого удара.

    Это жизнь. Жизнь как она есть. Неужто сейчас в провинции что-то изменилось? Где-нибудь в далёком городке на берегу безымянного моря кто-то влюбляется, кто-то дерется, кто-то пьёт, а кто-то пишет стихи, наподобие тех, что писала подруга Веры «Беззащитный человек утопает в море, Хоть улыбка на лице, а какое горе» Она, кстати и позу из йоги хорошую знала, «Ха» называется.

    Вообщем, фильм на года, на года вперед.

    Не могу не отметить игру актёров. Негода, Соколов, Назаров, Зайцева, Негреба, Табакова… Нигде не слышала, что бы эти актёры перед съёмками наблюдали за жизнью обычных людей, но образы свои воплотили прекрасно.

    За замечательный фильм конца 80-х, за отлично переданную атмосферу, которая ощущается в нём до сих, за сюжет, который потряс тогда и смотрится актуальным сейчас:

    10 из 10

    24 января 2011 | 18:36

    Такого культурного шока я давно не испытывала… Я, вообще-то, не любитель советских фильмов, но этот смело могу занести в список своих самых любимых фильмов. В совесткие времена этот фильм считался порнографией, но в наш век его таковым не назовёшь. Эта психологическая драма вызвала у меня щемящее чувство ностальгии, захотелось снова стать маленькой и жить в Советском союзе.

    Немного разочаровал конец фильма. Его и концом-то не назовёшь. Как говорится, придумайте сами.

    Оценка 10/10

    30 января 2006 | 14:46

    Папа Коля, водитель, без которого «никто работать не будет», так и не дождался ответа на свой вопрос. Еще бы! Ведь Вера-Верочка, тоненькая веточка, младшая дочь водителя и работницы швейной фабрики думает только о том, как устроить собственную жизнь в нелегкое время перестройки.

    Папа — беспробудный алкаш, которого держит только работа. Мама — отупевшая от стирок и плиты средних лет женщина, которой нет дела до взрослых проблем 17-и летней дочери. Старший брат Витя — единственный нормальный человек в семье, которому удалось вырваться из провинциальной, обрыдлой жизни на «большую землю» в Москву, обзавестись семьей и работать врачом, хоть и «тёща каждый день попрекает». Именно на него у родителей одна надежда остепенить разнузданную Веру: «Вот Виктор приедет, пускай он ее учит». Но Вера сама кого хочешь научит взрослой жизни, с которой ей пришлось так быстро столкнуться.

    Фильм снимали в моем родном городе — Мариуполе. Оттуда родом и режиссер картины, Василий Пичул, это его дипломная работа, в которой он хотел показать все «прелести» жизни рядовой провинциальной семьи. Его родители, как и родители Веры и Виктора, простые работяги, отец — заводской рабочий, мама трудилась на швейной фабрике. Сценарий к фильму написала его жена — коренная москвичка Мария Хмелик. Отец Маши — известный детский писатель Александр Хмелик в ту пору был главным редактором киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького, где запускалась в производство «Маленькая Вера».

    Фильм вызвал горячие и яростные споры, о нём много говорили и писали. Но для меня это не главное. Этот фильм — исповедь. Фильм о той жизни, которая рядом с нами.

    Интересные факты

    На фильм невозможно было попасть. Билеты на все сеансы раскупили за несколько дней. Чтобы посмотреть «Маленькую Веру», народ штурмом брал кинозалы — разбивал окна, срывал двери с петель.

    В числе возненавидевших картину был и Михаил Горбачев. Говорят, во время просмотра фильма у себя на даче он рвал и метал, когда увидел на экране «непристойные вещи».

    «Веру» продали в 12 стран мира. Там она принесла баснословные прибыли и собрала огромное количество наград. Негода колесила с фильмом по миру и даже выступила соведущей на церемонии вручения «Оскара», а в мае 1989 первой из советских женщин снялась для «Плейбоя». Слоган «Из России — с любовью!» стал самым популярным на Западе.

    Четыре года Василий Пичул искал деньги, и неизвестно, как сложилась бы судьба «Маленькой Веры», если бы не поддержка режиссера-постановщика «Семнадцати мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Татьяна Михайловна тогда была депутатом и делегатом перестроечных съездов. Где-то она замолвила слово, где-то надавила своим авторитетом…

    Постельную сцену снимали всем составом. Негоду и Соколова окружили 25 человек: кто со светом, кто с гримом, кто просто глазел… Оператор говорил актерам, что надо делать, как двигаться. Кстати, обнаженка Негоде стоила личного счастья. Именно постельная сцена поставила точку в ее трехлетнем романе с Ефремовым-младшим.

    Василий Пичул решил снять продолжение некогда популярного фильма. По его задумке действие картины будет происходить в Москве и Америке. Главные герои — подросшие дети Негоды и Соколова. Актеры уже получили приглашение сыграть самих себя, но пока согласия на участие в этом проекте не дали. Наталья Негода живет в Лос-Анджелесе, она не снимается, ведет затворнический образ жизни, иногда приезжает в Москву, с прессой почти не общается.

    Я люблю свой город, я люблю этот фильм.

    10 из 10

    26 июня 2014 | 17:32

    «Мы ждем перемен…», — пели в восьмидесятых годах прошлого столетия. И дуновение этого «ветра перемен» принесло в наш «совковый» мир видеотеки, где можно было посмотреть эротическое кино Запада, спектакли известных театров, куда включались матерные реплики, журналы и газеты, пестревшие обнаженными женскими прелестями.

    И, вот, наконец, свершилось и в кино. В 1988 году выходит фильм «Маленькая Вера», где правдиво показан дух бессмысленного бытия, культурный вакуум некоторых обитателей провинциального городка. Где в девчонке Вере, только что окончившей школу, возрождается бунт против системы взрослых.

    Ей безумно хочется перемен, вырваться из скучного, неприглядного мира, хочется чего-то необыкновенного, что изменило бы проходящие по инерции годы. Но все ее действия сводятся не к моральному и духовному возвышению над тем окружением, в котором ей довелось родиться и жить. Маленькой и единственной победой Веры над обстоятельствами явилась лишь любовная связь с парнем, олицетворявшим собою другой мир, другую социальную среду, так не похожую на ту, в которой жила она. И чем Вера, выросшая в обыденной повседневности рабочей окраины, могла заинтересовать его? Молодость, чувственность, раскрепощение в сексуальных утехах — вот тот первозданный, вечный арсенал средств, благодаря коим маленькая Вера сумела увлечь своего избранника.

    Фильм был отснят, но режиссеру, стремившемуся идти по пути новых веяний, не хватало «чего-то такого, что врезало бы по-настоящему». И самым логичным развитием отношений героев явилась придуманная им эротическая сцена — небольшой эпизод, где обнаженные актеры впервые в нашем кинематографе должны были сыграть акт плотской любви, задать фильму «сексуальный пульс». Эффект от включенной в картину сценки был настолько велик, что в своем желании «врезать» Пичул оказался более пятидесяти миллионов раз прав, — именно столько человек посмотрели этот фильм, последний кассовый фильм советской эпохи.

    Помимо этого, на фоне унылого пейзажа городской зоны раскрывается примитивная, обывательская жизнь, впервые показанная без украшательств, и трагедия маленькой Веры, которая не откажется от «темного царства» своих родителей и не ответит на сакраментальный вопрос своего возлюбленного: «А цель у тебя в жизни есть?».

    Кому-то «Маленькая Вера» могла показаться «проходным» и недолговечным фильмом, снискавшим только скандальную славу, наша современная зрительская аудитория убедительно доказывает, что эта история затрагивает людские души и сейчас. Молодежь, уже привыкшая к степени откровенности в нашем кино и на телевидении, больше обращает внимания на морально-нравственную несостоятельность героев фильма, порой находит аналогию в своих современниках. Вот и сейчас шествует по улицам городов и селений Маленькая Вера, оснащенная плеером и мобильником, держа в руках еще не потухшую сигарету, облаченная в супермодный «прикид». Пребывая в мире все тех же «маленьких мыслей маленького человека», и не в состоянии, как и тогда, ответить на вопрос о цели и смысле своей жизни.

    10 из 10

    31 октября 2011 | 12:36

    Помнится, ходила история, что во время одного из первых показов этой картины в кинотеатре прозвучал «забавный» диалог:

    - Как им не стыдно такое показывать!
    - А вам не стыдно так жить?

    Прошло 25 лет, ну и что изменилось-то? Страна другая, народ все тот же…50% процентов семей по стране живут так: горбатясь на нелюбимой работе, пропивая заработанные копейки. Зрители, считающие фильм нереалом, деградантным срезом, призванным опорочить гнилое СССР — наверное они живут в другой стране, нет, даже в другом мире, но реальность, к сожалению, далеко не цвета Текилы Санрайз.

    Этот фильм о нас, о нашей жизни, и не может он быть жизнерадостным и ярким, как говорится — нечего на зеркало пенять…

    Из героев фильма, пожалуй, больше всего поразил Сергей. Этот «луч света в темном царстве» — в моем восприятии — отрицательный персонаж, хуже некуда: придя в чужой дом начинает диктовать свои правила, открыто презирает родителей «любимой» девушки. Так и хочется задать невысказанный вопрос: а что ты сам-то сделал в жизни? Не нравится — построй свой дом, заработай, приведи свою женщину туда, одень ее и себя, накорми — и после этого ты можешь учить жизни других, а пока ты никто, живешь у чужих людей и на средства своих родителей — веди себя культурно. А ведь преподносится герой Соколова массовому зрителю именно как пророк и учитель, «вы серость, а я в белом», фу! Поучайте лучше ваших паучат!

    А еще мне безумно жаль Веру, глупенькую запутавшуюся девчонку, загнанную в угол, причем загнанную самыми близкими людьми, и выбирает она вполне «логичный» выход из этого угла…

    Сложно рекомендовать этот фильм к просмотру, лично мне он стоил испорченного настроения, потому что ну очень не хочется замечать вокруг этой серости и грязи, и тем не менее имеет право на существование и на своего зрителя.

    7 из 10

    13 мая 2011 | 03:10

    Это и есть тот культовый фильм второй половины 80-х, по поводу которого сломано столько копий?! Да ну. Я-то думал: «коррупция в комсомоле, секс в пионерских лагерях!» А тут… Мелко.

    Показали на большом экране тупое спившееся быдло и только-то?! Дешёвый сиюминутный эффект. Культурный шок — не более того. Примитив. Художественной ценности — ноль целых ноль десятых. Напомнило чем-то недавнее «Все умрут, а я останусь» — такое же недонесенное поутру до нужника ведро с ночными экскрементами.

    Что искренне удивило — герой А. Соколова. Я почему-то думал, что он играет в этом фильме отрицательного персонажа (уж не знаю, почему) и добрых полфильма наивно ждал развития событий в духе «он ее бросил» и т. п. А потом случился удар кухонным ножом. Это даже не гром среди ясного неба, это просто с ног на голову. Сюрприз. Фильм-то, оказывается, вовсе не о несчастной любви (хотя в подобных картинах вообще язык с трудом поворачивается произносить это слово — настолько ему не место среди грязи и мерзости)! «Это в принципе меняет дело!»

    Жаль только что роль А. Соколова на этом практически заканчивается, потому что он, определенно, ключевая фигура в картине. И дело не только в выдающихся внешних данных, хотя этого тоже требовал сюжет. Куда как интереснее презрение, которое он демонстрирует по отношению к убогим ничтожествам, с которыми свела его судьба. «Почему у тебя родители такие тупые?!» — вопрошает он. Шикарная фраза. Одно непонятно: что он нашел в героине? На этот опрос у меня нет ответа. И это, определенно, недостаток картины. И концовка меня тоже не вдохновила: так и видится что-нибудь в духе прыжка из окна из «Барханова», ан, нет. Жаль.

    Ю. Назаров мне не понравился. Сложилось впечатление, что он сыграл самого себя. В том смысле, что уж больно типаж подходящий — напрягаться, такое ощущение, не пришлось даже. Но еще больше не понравилась Н. Негода. Показалось, что она безбожно переигрывает (особенно в сценах пьяных истерик), быть может, оттого, что не знает, как надо. А отсюда вывод о надуманности, ну, или, как минимум, гипертрофированности происходящего на экране.

    Опять же возник вопрос: а зачем это было снимать и показывать? Цель? Чего хотели добиться? Если это очередная претензия на «правду жизни» — увольте — делать выводы на основании подобных «зарисовок с натуры» (даже если!) — по меньшей мере, глупо.

    В общем, я ждал чего-то более радикального, пусть дерзкого и нестандартного, но непременно содержательного. Ничего подобного нет и в помине. Что ж, в любом случае в этом нужно было убедиться лично.

    5 из 10

    10 марта 2010 | 11:11

    Фильм меня впечатлил, не зря в конце 80-х он приобрел статус культового.

    В маленьком городке живет глупенькая девочка, вчерашняя школьница, которая хочет развлекаться по-взрослому, но при этом не желает нести никакой ответственности за свои поступки. Ей плевать на учебу и работу, да и жених у нее соответствующий — вселился в квартиру и сидит на шее у Вериных родителей.

    Фильм удивителен тем, что несмотря на год выпуска, все проблемы, озвученные в нем (инфантилизм, пьянство, отсутствие нормальных жилищных условий, убогость провинциальной жизни и пр.) имеет место быть и сейчас, в России двадцать первого века. В российской глубинке все тоже самое что и в 80-х, поменялись лишь прически, одежда, музыка, а проблемы остались.

    Самое грустное то, что в «МВ» нет ни одного положительного персонажа, создатели оставляют зрителя без надежды на то, что жизнь Веры поменяется к лучшему. И, хотя, она на уровне подсознания истерически сопротивляется тому, чтобы рано или поздно стать похожей на своих родителей, в конце, обессиленная, понимает, что никуда ей не сбежать от этой жизни.

    Но при всей, казалось, бы чернушной, безысходной главной сюжетной линии, фильм смотрится на одном дыхании, во многом благодаря удачно подобранному актерскому составу (смотреть на молодого Андрея Соколова, сыгравшего Сережу, одно удовольствие). Моя оценка однозначна — высший балл,

    10 из 10

    17 июля 2011 | 12:36

    «Перемен. Мы ждем перемен…»

    Теперь-то любой школьник знает, каких именно перемен задорно жаждал Виктор Цой. Это сегодня мы не ожидаем от отечественного кино каких-то маяков новой эпохи. Скорее это фильмы демонстрируют, то, чем уже живет матушка-Россия. Но когда-то было все иначе. К горбачевской перестройке можно относится как положительно, так и резко отрицательно. Но одно несомненно: людям, сытым по горло рушащимися иллюзиями о светлом коммунистическом будущем, очень нужно было «другое» кино. Не за обнаженкой гонялись граждане, нет-нет. Они хотели видеть правду на экране, что семьи могут быть по-толстовски «несчастливы по своему». Люди хотели видеть, как чисто бытовые сложности способны погубить зарождающееся светлое чувство. Ведь это многим так знакомо! Образ «рабочего» и «крестьянки» отжил свое, и нашлись те, кто сумел понять чаяния пролетарского народа. Понять и преподнести страждущей публике кино, которое по праву является знаменем скоротечной, но поворотной эпохи нашей страны.

    Обычный захолустный городишко, вполне заурядная семья, родители из рабочего класса, весьма падкие на выпивку. Они живут (а точнее существуют) архаичными идеалами, с родной дочерью они все хуже и хуже понимают друг друга. Веру трудно назвать красавицей, да и о типичности ее внешности, сподручнее рассуждать тем, кто застал перестройку в более взрослом возрасте, чем я. Но вольнодумие вчерашней школьницы весьма характерно для ее сверстниц, в этом можно не сомневаться. Чем заняться девчонке, если она совсем не рвется продолжать обучение? Танцплощадка, курево, подпольное видео, сомнительные друзья, распутные связи — полный букет «хиппующей» советской молодежи. Впрочем, они-то себя советскими считать не хотят.

    «Только, только, только, только этого мало…»

    Песня заслуженной Софии Ротару в «другом» кино не просто так. Главная проблема Веры, и ее окружения — они не знают, чего по-настоящему в жизни хотят. Советская система образования когда-то считалась в мире лучшей, следовательно ребята неглупы. Но куда же податься, если заграница по-прежнему недостижима? Мышление Веры еще абсолютно хрупкое, она подвержена влиянию, например своей шустрой подруги Лены. Что из себя представляют отношения мелированной оторвы и будущего моряка Андрея? Он-то по ней с ума сходит, а она его лишь терпит, видимо просто заполняет вакуум.

    И вот на захудалом «дискаче» появляется симпатичный парень из какого-то другого сословия. Сергей худо-бедно определился в жизни, учится на металлурга, живет в общаге и совсем не тужит. Он хорош собой, девки так слюнки и пускают, но, что важнее, он олицетворяет собой интеллектуальное будущее. То самое будущее, когда молодежь не будет интегрироваться в эпоху. Она будет творить эпоху. Они вполне подошли друг другу. Раскованный парень и отвязная девчонка. Остается неясной природа чувств Сергея. Полюбил ли он ее? Или просто воспользовался ситуацией, особенно, когда выпал шанс переселиться в нормальное жилье.

    «Было, было, было, было, но прошло…»

    Хрупкую любовь необходимо беречь, выпестовать ее в чувство, навсегда объединяющее двух людей. Еще одна песня Софии Михайловны словно грозное предостережение шустрой молодежи. Вера что-то там лопочет про возможную беременность, но разве можно ее вообразить заботливой мамочкой?! И не в годах тут дело. Ее созревание пока узконаправленное. Она встретила человека, в котором вероятно, воплотились ее девичьи грезы, но вот о совместном быте она едва ли всерьез задумывалась. Пусть не лежит ее душа к училищу, но кем она сама себя видит? Всего лишь домохозяйкой? Бесцельность гасит самые прекрасные порывы ее юной души. Предстоящую семейную грозу несложно было предвидеть. Сергей, как представить современного поколения, не считает нужным сдерживать раздражение вериными родителями, он им чуть ли не с порога вынес приговор. В семейных склоках, традиционно, сложно найти лишь одну виноватую сторону. Одинаково неправы тут все четверо.

    Вера, что поторопилась с переездом возлюбленного.

    Сергей, который уже знал, в какую семью идет.

    Отец, растворивший остатки авторитета в сорокоградусной бутылке.

    Мать, за рутинными домашними хлопотами переставшая слышать своих детей.

    Ничто не бьет по кумполу неожиданно. Предупреждение жизнь всегда объявляет. Вот только не каждый способен услышать и отреагировать. Роль в событиях брата Веры, Виктора не стоит недооценивать. Мы не знаем, насколько он там в Москве счастлив. Но то, что он уже смотрит на мир не замыленными глазами — безусловно. Он не может не любить своих папу и маму, но очевидно, эти посещения ему даются с большим трудом, и надо же, сестренка выбрала себе в женихи его старого приятеля! Сцена торжественного знакомства Сергея с родителями невесты, видится мне ключевой. Виктор буквально вспыхивает, понимая, что нет у такого союза в этих условиях будущего. Жених даже не счел нужным принарядится! Когда ни одна из сторон не стремится к компромиссу — это не семья, это по сути, коммунальщина. Маленькую Веру остается только пожалеть. Она действительно жертва обстоятельств. Девушка хочет любить и быть любимой. Ее безвкусная прическа кричит: «вот она я. Девочка созрела». У нее был выбор: получить образование, дождаться своего морячка и строить типичную «ячейку общества». Но кому бы нужно было это кино? Вера и Сергей хотят себе иной судьбы, скука для них смерть. Но что они сделали для изменения своего быта? Парня не стоит жалеть. Да, будущий тесть отвратителен. Но зачем же мучиться под одной крышей? Любимую под мышку и куда-нибудь подальше. Да хоть в общагу, ведь можно и по-быстрому расписаться. А здесь парадокс. Родителей он терпеть не может, но менять ничего не стремиться. И это будущий глава семьи?..

    Шокирующее кино по-разному повлияло на судьбы героев. Наталья Негода даже побывала в роли секс-символа рушащегося Союза, хотя особым изяществом не обладает. Сейчас о ней уже давно забыли. Хотя столь яркая роль должна была иметь достойное продолжение. Андрей Соколов за 25 лет почти не изменился. Постарел, конечно, но он все такой же интеллигентный, самодовольный и развязный. Его героями быстро очаровываешься и так же быстро разочаровываешься. К примеру, в его Сергее не чувствуется человека действия. Обратившись к классику, он скорее Обломов, а не Штольц. И его трагедия в том, что он сам себя не тем считает.

    «Маленькая Вера» просто должна была выйти на экран. Крушение старых идеалов не мыслимо без подобных ориентиров. Чтобы лучше понять это кино, надо было видеть его тогда, в 1988-м. Но это не значит, что оно само стало анахронизмом. Напротив, это памятник эпохе. Из песни слов не выкинешь. Так и из истории не надо вырывать малоприглядные вещи. Люди «проголосовали» за эту ленту «ногами», а значит Наталья Негода не зря решилась показать стране грудь. И пусть, сама она не обрела актерского счастья, зато самая известная ее работа будет привлекать еще не одно поколение ценителей советского наследия.

    7,5 из 10

    13 ноября 2014 | 14:44

    Беспробудный, безнадёжный, удручающий, депрессивный совковый фильм. Кино ни о чем, скучное, серое, тупое, ужасно затянутое. Ни одного интересного персонажа, ни одного яркого характера. Люди какие-то искусственные, с неестественным поведением и неясными взглядами на жизнь, люди-роботы, живущие в тумане.

    Мать-эгоистка, отец-алкаш, дочка-шалава, просто калейдоскоп огней. И всё «как бы» о «реальной действительности», вроде, поглядите-ка, вот он, СССР, весь гнилой! Чёрта с два! Деграданты такие найдутся в каждой стране и при любом политическом строе. во все времена были такие «герои» — серые и убогие.

    Можно, конечно, смотреть российские фильмы, нужно и необходимо смотреть старые советские, но отечественные фильмы конца восьмидесятых — это просто беда.

    80 минут повествования — максимум для такого «шедевра», но здесь размазано более чем на два часа. Зачем?

    2 из 10

    20 июня 2009 | 00:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>