всё о любом фильме:

Маленькая Вера

год
страна
слоган-
режиссерВасилий Пичул
сценарийМария Хмелик
директор фильмаВладимир Клименко, Юрий Пробер
операторЕфим Резников
композиторВладимир Матецкий
художникВладимир Постернак
монтажЕлена Заболоцкая
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
СССР  56 млн,    США  318 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время135 мин. / 02:15
Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем — он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В кинопрокате фильм посмотрел каждый 5-й человек в СССР — в общей сложности 56 млн. кинозрителей.
    • Первоначально на роль Веры планировалась Ирина Апексимова, но её утвердили на роль в фильме «Башня».
    • Картина снималась в городе Жданов, Украинская ССР (теперь город Мариуполь, Украина).
    • Занимает по посещаемости 24-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Первый советский фильм, где был продемонстрирован половой акт.
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:19

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм всего лишь 26-летнего дебютанта Василия Пичула, прямого ученика Марлена Хуциева, пользовался ошеломляющей популярностью в отечественном прокате, заняв престижное 24-е место среди рекордсменов за всю историю советского кино — рядом с «Судьбой» Евгения Матвеева, «Русским полем» Николая Москаленко и «Женщиной, которая поёт» Александра Орлова. Соседство только на первый взгляд странное и случайное. Потому что в «Маленькой Вере», несмотря на несомненный дерзкий вызов прежнему кинематографу (чаще всего неадекватно реагировали на вполне уместную и не грубую, особенно по нынешним понятиям, сексуальную сцену), содержатся элементы традиционного романа о «судьбе человека» и мелодрамы о «любви земной», но только в молодёжном исполнении. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 68 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Советские фильмы навсегда останутся для меня фильмами, которые можно пересматривать по несколько раз и в которых главная ценность наша душа. Можно либо расплакаться от радости либо вздохнуть от безысходности ситуации. Но в этом фильме нету души. Нам показали анти утопию. Семья, в которой все друг на друга орут, не уважают и более того — ненавидят. Разве такие были ценности в Советском Союзе? Неужели этот фильм понравился всем именно своей откровенностью. Или приятно было смотреть на кучу психически больных людей в криках которых ничего не понятно? Для меня загадка.

    Такой беспорядок, какой был в этой семье — отразился и на сюжет. Несколько буквально оборванных сюжетных линий и даже закончили фильм считай на полу слове. А такое непростительно для любого фильма. Во время всего фильма мы только и видим людей напрочь лишенных всяких ценностей и думающих только о себе. Конечно фильм пытался показать нам контраст между рабочей семьей и людьми из высшего света, но с данной задачей он не справился. Более того студент Сергей нисколько и не выделился из общей массы так называемых людей.

    Может быть на этот фильм так сыграла «перестройка» затеянная как раз в те годы нашим правительством, и пытающихся как-то то ли доказать то ли оправдаться дескать мы не замкнутая страна, мы можем оголится перед экраном мы можем весь фильм плевать друг в друга орать и вести несуразные диалоги. Лично я, на месте руководителей того времени, посмотрев бы этот фильм напрочь бы забыл об идее распада СССР, такая демократия нам не нужна. Конечно я говорю именно про кино, многие согласятся со мной что русские фильмы намного уступают советским, не считая фильмы переходного периода, которым и является данная картина. Ни тут ни там, полный беспорядок. Ничего непонятно. Посредственный сюжет.

    Очень плохой фильм.

    7 апреля 2012 | 09:00

    По ходу фильма мое мнение к героям, вообще к их сложной жизненной ситуации менялось несколько раз: от ненависти, отвращения, до полного понимания и сопереживания.

    Вера — маленькая, действительно маленькая, глупая девочка, не захотевшая расстаться с своим беззаботным детством, подростковыми шалостями. Уж очень страшно и совсем неохото, а может быть и скучно вступать в новую, взрослую жизнь, где как не хочешь, но придется быть в одних рядах с серой массой, будничной массой советского пролетариата. А тут и обязанности, и шаблонное построение своего жизненного уклада, как у родителей. Только не как у родителей! Ведь они не пример для Веры. У нее будет все по-другому. Яркое тому подтверждение сцена с книгами,. где мать, взявшая шевство над неопытной дочерью, вручает ей книгу по домоводству, книгу о том КАК НУЖНО СТРОИТЬ СВОЮ ЯЧЕЙКУ ОБЩЕСТВА — СЕМЬЮ. Вере и её новоиспеченному мужу просто смешно от попыток приобщения их жизни к абсолютному стандарту.

    И вот тут и проявляется жалость к родителям и ненависть к детям, за бессердечность и не послушание.

    Однако отношение к Вериным родителям у меня кардинально изменилось. Ведь они не идеал, хотя сами же его и прославляют и агитируют молодежь. Отец — пьяница, мать, извините меня, тупая. Именно тупая. я просто была в восторге, когда герой Соколова так и спросил у Веры :«Почему твои родители такие тупые?» (ну как то так). Браво!

    В самой Вере я пыталась увидеть не безнадежного человека, у которого есть шанс выпрямить кривую линию. Отвращение в начале к ее наплевательскому отношению к заботливым и добрым родителям. Самая первая сцена на балконе. Я ее просто там возненавидела. В голове стоял лишь один вопрос: «Почему ты не можешь быть нормальной, послушной девочкой?»

    И всегда у меня было нетерпние. Я все ждала, ну когда же они исправятся, когда маленькая Вера станет взрослой и посмотрит на мир глазами родителей. Когда герой Соколова начнет исправлять свою новоиспеченною жену. Помните эту сцену на пляже? Они лежали вдвоем. И он задовал Вере совершенно адекватные вопросы: что она любит, кто был ее первой любовью, что она вообще за человек? -А Вера убегала от них.

    И даже поножовщина ее возлюбленного с отцом не изменила Вериных взглядов на свою жизнь.

    Грустно, но в фильме герои так и не к чему и не пришли, а хотя могли..

    10 из 10

    11 февраля 2010 | 18:16

    «Перемен. Мы ждем перемен…»

    Теперь-то любой школьник знает, каких именно перемен задорно жаждал Виктор Цой. Это сегодня мы не ожидаем от отечественного кино каких-то маяков новой эпохи. Скорее это фильмы демонстрируют, то, чем уже живет матушка-Россия. Но когда-то было все иначе. К горбачевской перестройке можно относится как положительно, так и резко отрицательно. Но одно несомненно: людям, сытым по горло рушащимися иллюзиями о светлом коммунистическом будущем, очень нужно было «другое» кино. Не за обнаженкой гонялись граждане, нет-нет. Они хотели видеть правду на экране, что семьи могут быть по-толстовски «несчастливы по своему». Люди хотели видеть, как чисто бытовые сложности способны погубить зарождающееся светлое чувство. Ведь это многим так знакомо! Образ «рабочего» и «крестьянки» отжил свое, и нашлись те, кто сумел понять чаяния пролетарского народа. Понять и преподнести страждущей публике кино, которое по праву является знаменем скоротечной, но поворотной эпохи нашей страны.

    Обычный захолустный городишко, вполне заурядная семья, родители из рабочего класса, весьма падкие на выпивку. Они живут (а точнее существуют) архаичными идеалами, с родной дочерью они все хуже и хуже понимают друг друга. Веру трудно назвать красавицей, да и о типичности ее внешности, сподручнее рассуждать тем, кто застал перестройку в более взрослом возрасте, чем я. Но вольнодумие вчерашней школьницы весьма характерно для ее сверстниц, в этом можно не сомневаться. Чем заняться девчонке, если она совсем не рвется продолжать обучение? Танцплощадка, курево, подпольное видео, сомнительные друзья, распутные связи — полный букет «хиппующей» советской молодежи. Впрочем, они-то себя советскими считать не хотят.

    «Только, только, только, только этого мало…»

    Песня заслуженной Софии Ротару в «другом» кино не просто так. Главная проблема Веры, и ее окружения — они не знают, чего по-настоящему в жизни хотят. Советская система образования когда-то считалась в мире лучшей, следовательно ребята неглупы. Но куда же податься, если заграница по-прежнему недостижима? Мышление Веры еще абсолютно хрупкое, она подвержена влиянию, например своей шустрой подруги Лены. Что из себя представляют отношения мелированной оторвы и будущего моряка Андрея? Он-то по ней с ума сходит, а она его лишь терпит, видимо просто заполняет вакуум.

    И вот на захудалом «дискаче» появляется симпатичный парень из какого-то другого сословия. Сергей худо-бедно определился в жизни, учится на металлурга, живет в общаге и совсем не тужит. Он хорош собой, девки так слюнки и пускают, но, что важнее, он олицетворяет собой интеллектуальное будущее. То самое будущее, когда молодежь не будет интегрироваться в эпоху. Она будет творить эпоху. Они вполне подошли друг другу. Раскованный парень и отвязная девчонка. Остается неясной природа чувств Сергея. Полюбил ли он ее? Или просто воспользовался ситуацией, особенно, когда выпал шанс переселиться в нормальное жилье.

    «Было, было, было, было, но прошло…»

    Хрупкую любовь необходимо беречь, выпестовать ее в чувство, навсегда объединяющее двух людей. Еще одна песня Софии Михайловны словно грозное предостережение шустрой молодежи. Вера что-то там лопочет про возможную беременность, но разве можно ее вообразить заботливой мамочкой?! И не в годах тут дело. Ее созревание пока узконаправленное. Она встретила человека, в котором вероятно, воплотились ее девичьи грезы, но вот о совместном быте она едва ли всерьез задумывалась. Пусть не лежит ее душа к училищу, но кем она сама себя видит? Всего лишь домохозяйкой? Бесцельность гасит самые прекрасные порывы ее юной души. Предстоящую семейную грозу несложно было предвидеть. Сергей, как представить современного поколения, не считает нужным сдерживать раздражение вериными родителями, он им чуть ли не с порога вынес приговор. В семейных склоках, традиционно, сложно найти лишь одну виноватую сторону. Одинаково неправы тут все четверо.

    Вера, что поторопилась с переездом возлюбленного.

    Сергей, который уже знал, в какую семью идет.

    Отец, растворивший остатки авторитета в сорокоградусной бутылке.

    Мать, за рутинными домашними хлопотами переставшая слышать своих детей.

    Ничто не бьет по кумполу неожиданно. Предупреждение жизнь всегда объявляет. Вот только не каждый способен услышать и отреагировать. Роль в событиях брата Веры, Виктора не стоит недооценивать. Мы не знаем, насколько он там в Москве счастлив. Но то, что он уже смотрит на мир не замыленными глазами — безусловно. Он не может не любить своих папу и маму, но очевидно, эти посещения ему даются с большим трудом, и надо же, сестренка выбрала себе в женихи его старого приятеля! Сцена торжественного знакомства Сергея с родителями невесты, видится мне ключевой. Виктор буквально вспыхивает, понимая, что нет у такого союза в этих условиях будущего. Жених даже не счел нужным принарядится! Когда ни одна из сторон не стремится к компромиссу — это не семья, это по сути, коммунальщина. Маленькую Веру остается только пожалеть. Она действительно жертва обстоятельств. Девушка хочет любить и быть любимой. Ее безвкусная прическа кричит: «вот она я. Девочка созрела». У нее был выбор: получить образование, дождаться своего морячка и строить типичную «ячейку общества». Но кому бы нужно было это кино? Вера и Сергей хотят себе иной судьбы, скука для них смерть. Но что они сделали для изменения своего быта? Парня не стоит жалеть. Да, будущий тесть отвратителен. Но зачем же мучиться под одной крышей? Любимую под мышку и куда-нибудь подальше. Да хоть в общагу, ведь можно и по-быстрому расписаться. А здесь парадокс. Родителей он терпеть не может, но менять ничего не стремиться. И это будущий глава семьи?..

    Шокирующее кино по-разному повлияло на судьбы героев. Наталья Негода даже побывала в роли секс-символа рушащегося Союза, хотя особым изяществом не обладает. Сейчас о ней уже давно забыли. Хотя столь яркая роль должна была иметь достойное продолжение. Андрей Соколов за 25 лет почти не изменился. Постарел, конечно, но он все такой же интеллигентный, самодовольный и развязный. Его героями быстро очаровываешься и так же быстро разочаровываешься. К примеру, в его Сергее не чувствуется человека действия. Обратившись к классику, он скорее Обломов, а не Штольц. И его трагедия в том, что он сам себя не тем считает.

    «Маленькая Вера» просто должна была выйти на экран. Крушение старых идеалов не мыслимо без подобных ориентиров. Чтобы лучше понять это кино, надо было видеть его тогда, в 1988-м. Но это не значит, что оно само стало анахронизмом. Напротив, это памятник эпохе. Из песни слов не выкинешь. Так и из истории не надо вырывать малоприглядные вещи. Люди «проголосовали» за эту ленту «ногами», а значит Наталья Негода не зря решилась показать стране грудь. И пусть, сама она не обрела актерского счастья, зато самая известная ее работа будет привлекать еще не одно поколение ценителей советского наследия.

    7,5 из 10

    13 ноября 2014 | 14:44

    Чтобы там не писали и не говорили, но когда-то для нас этот фильм был концептуальным. Для нас, для детей перестройки. Нас много, но мы прячемся. Фильм переворачивал сознание. Заставлял смотреть на вещи под другим углом. Кто-то приобрел косоглазие, а кто-то увидел свет. Фильм мало назвать гениальным — он был началом чего-то ужасающего, чего-то поистине настоящего, того, что до сих пор нас заставляет думать о том, что для страны не все потеряно. И это не пресловутая русская духовность, а что-то более глубинное. Что-то истинно настоящее.

    Спасибо, Василий, ты навсегда останешься в наших сердцах. Прости за совковые фразы. Спи спокойно, дорогой друг. Ты не зря приходил в этот мир.

    P.s. Вчера умер Василий Пичул, режиссер фильма «Маленькая Вера». Как бы не называли фильм критики и зрители, он занимает особую нишу в моем сознании и я буду смотреть его спустя десятилетия. Если доживу. А потом оттуда мы с ним будем смотреть вместе. У тебя все будет хорошо, Василий

    27 июля 2015 | 09:56

    100%-е попадание со временем. Очень удачный фильм. Полностью отразил несовместимость поколений в те годы. Но как не странно смотриться и сейчас из-за вечных семейных отношений. Трудности в семье наверно актуальны и сейчас, особенно из-за бытовой неустроенности. Фильм очень тонко это подчеркнул. Конечно очень хорошо сыграли молодые актёры(хотя стоит отметить, что Негода лучше бы смотрелась, если бы упростила свою роль, Вера всё-таки красивая троечница, умом не должна отличаться), Соколов настоящий красавец, сыграл настолько реально, что кажется документальные съёмки велись. Конечно, нельзя не отметить прекрасную игру Назарова и Зайцевой — настоящие профессионалы! Именно они создают колорит этому фильму, показывая как они отличаются от нового поколения. Хорош и Александр Негреба, странно, что дальнейшая его актёрская карьера как-то не задалась.

    Что и говорить, среди потока перестроечной чернухи, которая завалила тогда кино СССР, этот фильм явно выделяется. Он останется классикой на долгие века. Поэтому

    10 из 10

    10 из 101

    21 апреля 2012 | 15:49

    От фильма «Маленькая Вера» Василия Пичулы у меня остались двойственные чувства. Мне невероятно понравилась работа оператора, монтаж, игра актеров да и проблема, поднятая в ленте оказалась близкой и актуальной. Но на написание рецензии меня сподвигло отнюдь не это. Для того, чтобы все стало более понятно, лучше начну сначала.

    К просмотру я приступила по причине того, что родители неоднократно при мне упоминали название фильма и не раз обсуждали его, неприменно вспоминая годы своей юности. Говоря о данной ленте они каждый раз будто не замечали меня, полностью погружаясь в свои воспоминания, будто минувших десятилетий и не было. По сути, данный фильм иллюстрирует их молодость, а значит, может помочь понять из чего же сделаны эти странные существа с другой планеты, в народе именуемые «родителями».

    Фильм «Маленькая Вера» — бунт своего времени. Мама с папой до их пор говорят о нем с благоговением. Но их битва уже проиграна: не заметно для самих себя они превратились в родителей неприкаянной Веры! Причем говоря так, я ни в коем случае не подразумеваю себя под главной героиней.

    Нет! Это же не просто проблема отцов и детей. Тут поднимается другой, более важный для меня вопрос: борьба человека с мещанством.

    В юности бунт не является чем-то сверхъестественным: кровь кипит и все такое. Это лишь органическая потребность подрастающего человечка. А потом, как говорится, обстоятельства берут верх, а значит, никто не виноват.

    Складывается ощущение, что стареет не только тело, но и, как это не прискорбно, душа. А данное и является по-настоящему страшным.

    Возможно, я не правильно поняла фильм, но мне кажется, что в нем изображена постоянно сменяющаяся череда «неугомонных Вер» «родителями Веры». А сам фильм призван обратить внимание человека на эту ужасающую закономерность, помочь ему осознать проблему. А там уже каждый сам решает, стоит ли покидать данный заколдованный круг или лучше все же согласиться, что и в нем достаточно уютно (по крайней мере спокойно)…

    лично я выбор уже сделала

    4 ноября 2012 | 00:01

    «Вот и лето прошло,
    Словно и не бывало.
    На пригреве тепло.
    Только этого мало».


    Именно под это стихотворение Арсения Тарковского зритель знакомится с Верой — обычной провинциалкой, вчерашней школьницей, ожидающей вызова из профучилища. Но данное произведение знаменитого русского поэта предстаёт в эклектичной аранжировке восьмидесятнической эстрады, пытавшейся усидеть на двух стульях, посреди эпохи перемен. Вот и юная Вера с одной стороны встаёт на путь бунта без идеала, а с другой мечтает о сохранении традиционного уклада. Дома она носит старый, застиранный халат, но на вечерних улицах промышленного Жданова, она появляется исключительно в броских одеждах на грани потери чувства вкуса и меры. Вера пытается сохранить хорошие отношения с родителями, которые собственные неудачи склонны вымещать на дочери. И одновременно с этим, она пытается выглядеть эмансипированной свободной девушкой, для которой отдельные устои общества давно не указ, встречаясь со студентом Сергеем — приверженцем прогрессивного взгляда на социум. Но пытаясь соединить лучшее из двух миров, она невольно оказывается в ловушке противостояния старого и нового. Генеральная линия сместилась, но куда конкретно — никто решительно не понимает.

    Молодой режиссёр Василий Пичул смог совершить переворот в отечественном кинематографе (а на мой взгляд и в мировом, хотя его творческий успех пока что недооценен), вопреки самому себе. Годы спустя он называл многие находки фильма (рваный монтаж, иногда теряющую фокус и равновесие камеру) техническим браком, вызванным тем, что ему отрядили самую слабую съёмочную группу из всех, что могли выделить дебютанту без имени. Но на самом деле, он всего лишь опередил время, и сегодня мы видим, как условная «Жизнь Адель: Главы первая и вторая» Абдельлатифа Кешиша получает «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, во многом неосознанно используя опыт «Маленькой Веры», благо он, как многие ошибочно полагают, не привязан к конкретной среде.

    Но подлинной удачей картины стала исполнительница заглавной роли Наталья Негода, которая до съёмок категорически Пичулу не понравилась. Он охарактеризовал её не иначе, как неадекватную особу. Но уже утверждённая им актриса, совершила, по его словам, предательство и ушла сниматься к другому режиссёру в тот момент, когда уже пришла пора снимать фильм. Имя актрисы он не называет, но упоминает, что режиссёром был Виктор Трегубович, так что пытливые умы легко сложат дважды два и поймут, кого он имел в виду. И именно неконтролируемая неадекватность Негоды, стала верной нотой для повествования. Психологический раскол героини, во многом подчеркивается её поведением с резкими перепадами настроения, которые в финале Вера пытается подавить при помощи антидепрессантов вперемежку с алкоголем. К сожалению, актриса так и не нашла себя в кино. В одночасье став звездой, она сгинула в малобюджетных американских фильмах и телесериалах. Только в двухтысячных состоялось блистательное возвращение в кино ради единичной роли в ленте «Бубен, барабан» Алексея Мизгирёва.

    Но судьба самого постановщика оказалась гораздо печальнее. Так и не поняв причину собственного успеха, в 90-е гг. он хотя бы сохранял определённую художественную планку, при этом перестав быть любимчиком у критиков и зрителей. В 2000-е же гг. Василий Пичул окончательно прописался на телевидении и до конца своей жизни в основном снимал документальные фильмы о прошлом. О мире, где он родился. Мире, которого уже нет. Нет ни города Жданов, ни Сталинской области, ни Украинской ССР, ни тем более Советского Союза. По сути, потеряв веру в завтрашний день.

    Вот и сам фильм оставляет у зрителя небольшую надежду, что всё наладится. Завтра будет чуть лучше, чем вчера. А все невзгоды временные. Ведь просто голубое небо над заводскими трубами — тоже маленькое счастье. И не зря почти во всех сценах фильма присутствует сама Вера, или если перефразировать название Верочка. Своей непринуждённой взбалмошностью, она невольно, вопреки самой себе, спасает всех её окружающих. И своего отца, вполне нормального рабочего, если бы не тяга к выпивке. И свою мать, старающуюся не замечать очевидного. И Сергея, явно засидевшегося за студенческой скамьёй и беспечной жизнью. Даже местному хулигану Толику, занимающемуся за кадром делами близкими к уголовнонаказуемым, она оставляет толику веры. Пусть она выражена в надежде, что скоро придёт повестка в армию, избавляющая его от локальных проблем, да накалывании православного креста во всю грудь. Пожалуй, только к брату Виктору нет никакого сочувствия, в его откровенном зазнайстве «нового москвича» и неприкрытой ненависти к собственной малой родине. Но времена ушли, а промышленные кварталы остались. Только кажется, что веры, даже самой маленькой, больше нет.

    28 сентября 2015 | 16:26

    Еще одной картиной, ярко представляющей очередной новый женский образ 80-х, является «Маленькая Вера» Василия Пичула, снятая в 1988 году. Дебютировавшие в кинематографе тех лет, Пичула и сценаристка Мария Хмелик ни на что не претендовали, но в конечном итоге смогли создать смелый, глубоко личный, действительно умный фильм. Думаю, что со всей ответственностью можно назвать эту киноленту талантливой.

    Мне очень понравилось все музыкальное оформление «Маленькой Веры»: невероятно весело и в то же время двусмысленно звучит песня Софии Ротару «Только этого мало». Как нигде в этой работе создана гармония между повествованием и музыкальными вставками, добавляющими смысла и яркости всему происходящему на экране. Сюжет выглядит очень жизненно, игра актеров, сумевших передать двуликость характеров своих героев тоже на высоте. Режиссерские идеи, которые В. Пичула хотел донести до зрителя, выглядят убедительно. Во время перестройки картина видится символом социального протеста и бунтарства молодежи. Известно, что, по словам М. Хмелик, она написала историю о скуке и тщетности жизни вообще, а Пичула же высказывался о том, что занимался в ленте именно плавным совмещением объектов движения: поезд, заводские трубы, спокойное море и т. д. [3]
    Только немного непонятно для чего такой акцент на отрицательной стороне поступков молодежи, ведь и старшее поколение дано в неприглядном свете. Недалекий пьющий отец, бьющий себя кулаком в грудь и кричащий о своей состоятельности и авторитете, с другой стороны измученная бытом мать, однажды выбравшая любовь на своем пути. Единственное, что могу предположить — наличие режиссерских симпатий на стороне молодых, но и они, как и все персонажи этого фильма не идеальны. Хотя мне родители кажутся более честными и простыми людьми, чем это могло показаться большинству зрителей. Минуя все трудности и испытания, герои смогут отыскать главную опору в своей жизни в прощении и, конечно же, самой настоящей любви.
    Главная особенность «Маленькой Веры» в том, что он первый раз показал нам бесстрастное наблюдение жизни простого народа. Где Вера — яркий образ героини 80-х, с ее безвкусными нарядами и пластмассовой бижутерией, напускной вульгарностью, юношеским максимализмом, противоречиями натуры и т. д. Актриса Н. Негода говорит об этом фильме: «Это маленький мир маленьких людей с маленькими мечтами. И моя Вера не может вырваться из этого мира». После того, как герои переживут ряд трагических и несуразных событий: от пьянства до «поножовщины», от страстной любви к попытке изнасилования, от дочерней обиды до слезного отцовского раскаяния у них останется всего лишь одно — их своя «маленькая вера». Вера в то, что все обязательно изменится к лучшему, потому что они — настоящие и останутся вместе, несмотря ни на что. В фильме нет никакой обличительной ноты, все события естественны и просты до невозможности, будь то Вера, отбивающаяся от милиционера или начавшаяся с танцев, а кончившаяся дракой дискотека.

    Понравились мне в фильме самобытные и яркие костюмы героев, так точно передающие дух эпохи. Особенно колоритны были наряды, украшения и прически главной героини. В контексте происходящих в 1980-е годы событий это особенно интересно. В 1980-е годы капиталистический мир разбогател и уже окончательно превратился в «общество потребления». «Богатство и власть, показные шик и роскошь стали основными ценностями этой эпохи. Деловая самоуверенная бизнес-леди и вульгарная агрессивно сексуальная девица — вот два основных женских образа 80-х. Строгий деловой костюм из дорогих тканей- олицетворением силы и власти женщин-феминисток. Брюки носятся либо прямые, либо «бананы» — зауженные книзу. Для подтверждения дороговизны вещей многие лейблы модных марок помещаются на лицевой стороне одежды. Женщина всеми способами стремится казаться эффектной и раскрепощенной. В моде фитнес и аэробика, а значит — стройное спортивное тело. Обтягивающие платья, эластичные «боди», лосины и прочие вещи из лайкры и стретча призваны продемонстрировать сексуальность форм. Нижнее белье, благодаря Мадонне, перестает быть чем-то интимным и впервые выносится на публику. Косметика становится яркой и вызывающей, прически — растрепанными и разноцветными, украшения — массивными (во многом это отклик прошумевшей в конце 1970-х очередной «антимоды» панков)». [2] Думаю, что историческая достоверность в плане костюмов — наилучший способ передачи ощущения эпохи того времени.

    Фильм подарил нам не только шокирующие своей откровенностью эротические сцены, но самое важное — самый красочный образ современницы 80-х годов. Судьба Веры сложилась не так, как ей бы того хотелось, но момент счастья с любимым стоит целого мира и она все-таки сохраняет свою, пусть маленькую, но веру в светлое будущее с семьей и любимым.

    В 1988 «Маленькая Вера» стала символом правды и гласности, поразив своей откровенностью и новизной. Вера измучена беспросветностью своей жизни, как и многие другие девушки, она мечтает: о любви, свободе от навязанных идеалов и ценностей, семейном очаге и душевном спокойствии. Неужели героиня не имеет на это права? Счастье — понятие, предназначенное для всех, только в случае с Верой все немного не так. Именно ей из контекста всего фильма счастья то и не видать, что становится постепенно понятно из визуальной картинки. Ее любовь уже заведомо обречена на неудачу, потому что при такой разнице между людьми, отношения, начавшиеся с любви физической, ни к чему светлому и хорошему привести априори не могут. От такой «сладкой» жизни Вере только «Выть хочется!» Сексуальность главной героини — вовсе не протест против моральных устоев общества, а «нечто враждебное жизни вообще». [3]

    8 июля 2009 | 13:34

    «Мы ждем перемен…», — пели в восьмидесятых годах прошлого столетия. И дуновение этого «ветра перемен» принесло в наш «совковый» мир видеотеки, где можно было посмотреть эротическое кино Запада, спектакли известных театров, куда включались матерные реплики, журналы и газеты, пестревшие обнаженными женскими прелестями.

    И, вот, наконец, свершилось и в кино. В 1988 году выходит фильм «Маленькая Вера», где правдиво показан дух бессмысленного бытия, культурный вакуум некоторых обитателей провинциального городка. Где в девчонке Вере, только что окончившей школу, возрождается бунт против системы взрослых.

    Ей безумно хочется перемен, вырваться из скучного, неприглядного мира, хочется чего-то необыкновенного, что изменило бы проходящие по инерции годы. Но все ее действия сводятся не к моральному и духовному возвышению над тем окружением, в котором ей довелось родиться и жить. Маленькой и единственной победой Веры над обстоятельствами явилась лишь любовная связь с парнем, олицетворявшим собою другой мир, другую социальную среду, так не похожую на ту, в которой жила она. И чем Вера, выросшая в обыденной повседневности рабочей окраины, могла заинтересовать его? Молодость, чувственность, раскрепощение в сексуальных утехах — вот тот первозданный, вечный арсенал средств, благодаря коим маленькая Вера сумела увлечь своего избранника.

    Фильм был отснят, но режиссеру, стремившемуся идти по пути новых веяний, не хватало «чего-то такого, что врезало бы по-настоящему». И самым логичным развитием отношений героев явилась придуманная им эротическая сцена — небольшой эпизод, где обнаженные актеры впервые в нашем кинематографе должны были сыграть акт плотской любви, задать фильму «сексуальный пульс». Эффект от включенной в картину сценки был настолько велик, что в своем желании «врезать» Пичул оказался более пятидесяти миллионов раз прав, — именно столько человек посмотрели этот фильм, последний кассовый фильм советской эпохи.

    Помимо этого, на фоне унылого пейзажа городской зоны раскрывается примитивная, обывательская жизнь, впервые показанная без украшательств, и трагедия маленькой Веры, которая не откажется от «темного царства» своих родителей и не ответит на сакраментальный вопрос своего возлюбленного: «А цель у тебя в жизни есть?».

    Кому-то «Маленькая Вера» могла показаться «проходным» и недолговечным фильмом, снискавшим только скандальную славу, наша современная зрительская аудитория убедительно доказывает, что эта история затрагивает людские души и сейчас. Молодежь, уже привыкшая к степени откровенности в нашем кино и на телевидении, больше обращает внимания на морально-нравственную несостоятельность героев фильма, порой находит аналогию в своих современниках. Вот и сейчас шествует по улицам городов и селений Маленькая Вера, оснащенная плеером и мобильником, держа в руках еще не потухшую сигарету, облаченная в супермодный «прикид». Пребывая в мире все тех же «маленьких мыслей маленького человека», и не в состоянии, как и тогда, ответить на вопрос о цели и смысле своей жизни.

    10 из 10

    31 октября 2011 | 12:36

    Это и есть тот культовый фильм второй половины 80-х, по поводу которого сломано столько копий?! Да ну. Я-то думал: «коррупция в комсомоле, секс в пионерских лагерях!» А тут… Мелко.

    Показали на большом экране тупое спившееся быдло и только-то?! Дешёвый сиюминутный эффект. Культурный шок — не более того. Примитив. Художественной ценности — ноль целых ноль десятых. Напомнило чем-то недавнее «Все умрут, а я останусь» — такое же недонесенное поутру до нужника ведро с ночными экскрементами.

    Что искренне удивило — герой А. Соколова. Я почему-то думал, что он играет в этом фильме отрицательного персонажа (уж не знаю, почему) и добрых полфильма наивно ждал развития событий в духе «он ее бросил» и т. п. А потом случился удар кухонным ножом. Это даже не гром среди ясного неба, это просто с ног на голову. Сюрприз. Фильм-то, оказывается, вовсе не о несчастной любви (хотя в подобных картинах вообще язык с трудом поворачивается произносить это слово — настолько ему не место среди грязи и мерзости)! «Это в принципе меняет дело!»

    Жаль только что роль А. Соколова на этом практически заканчивается, потому что он, определенно, ключевая фигура в картине. И дело не только в выдающихся внешних данных, хотя этого тоже требовал сюжет. Куда как интереснее презрение, которое он демонстрирует по отношению к убогим ничтожествам, с которыми свела его судьба. «Почему у тебя родители такие тупые?!» — вопрошает он. Шикарная фраза. Одно непонятно: что он нашел в героине? На этот опрос у меня нет ответа. И это, определенно, недостаток картины. И концовка меня тоже не вдохновила: так и видится что-нибудь в духе прыжка из окна из «Барханова», ан, нет. Жаль.

    Ю. Назаров мне не понравился. Сложилось впечатление, что он сыграл самого себя. В том смысле, что уж больно типаж подходящий — напрягаться, такое ощущение, не пришлось даже. Но еще больше не понравилась Н. Негода. Показалось, что она безбожно переигрывает (особенно в сценах пьяных истерик), быть может, оттого, что не знает, как надо. А отсюда вывод о надуманности, ну, или, как минимум, гипертрофированности происходящего на экране.

    Опять же возник вопрос: а зачем это было снимать и показывать? Цель? Чего хотели добиться? Если это очередная претензия на «правду жизни» — увольте — делать выводы на основании подобных «зарисовок с натуры» (даже если!) — по меньшей мере, глупо.

    В общем, я ждал чего-то более радикального, пусть дерзкого и нестандартного, но непременно содержательного. Ничего подобного нет и в помине. Что ж, в любом случае в этом нужно было убедиться лично.

    5 из 10

    10 марта 2010 | 11:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 504 руб.
    подробнее

    Новости


    Выдающийся российский актер, на счету которого больше сотни ролей в кино, а также бесчисленное количество работ в озвучании, Александр Леньков ушел из жизни в возрасте 70 лет. В его фильмографии присутствуют такие картины, как «Ключи от неба», «Дайте жалобную книгу», «По секрету всему свету», «Маленькая Вера» и «Сибирский цирюльник». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Получается, «Жизнь Адель» как флешбэк к «Увертке». Но здесь мы показываем куда более глубокий образ. Адель и Эмма из разных социальных слоев. Эмма — из буржуазного, интеллектуального, Адель — обычная девочка с улицы. Меня больше интересовала тема случайности их встречи. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В прокат выходит «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, где одну из главных ролей исполнил Александр Збруев — артист, давно не баловавший нас своим появлением на большом экране. Пользуясь случаем, КиноПоиск решил рассказать о других актерах с характером, чьи недавние примеры говорят о том, что вернуться в зону зрительского внимания никогда не поздно. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 9-11 сентября
    Правительство не обсудило с кинематографистами условия выплаты гонораров (...)
     
    все записи »

    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    175.Три идиота3 Idiots8.138
    176.МедведьL'ours8.137
    177.Ледниковый периодIce Age8.135
    178.ИсчезнувшаяGone Girl8.133
    179.Бешеные псыReservoir Dogs8.132
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.09%
    27.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.08%
    28.ВаркрафтWarcraft92.86%
    29.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.82%
    30.Ночная жизньLive by Night92.81%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ТрамбоTrumbo30
    Отвратительные, грязные, злыеBrutti, sporchi e cattivi12
    Тропы славыPaths of Glory32
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies346
    Громче, чем бомбыLouder Than Bombs5
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Экипаж8.303
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение7.981
    Книга джунглейThe Jungle Book7.508
    Несносные ледиMother's Day7.055
    СомнияBefore I Wake6.714
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War05.05
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    премьеры