всё о любом фильме:

Маленькая Вера

год
страна
слоган-
режиссерВасилий Пичул
сценарийМария Хмелик
директор фильмаВладимир Клименко, Юрий Пробер
операторЕфим Резников
композиторВладимир Матецкий
художникВладимир Постернак
монтажЕлена Заболоцкая
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
СССР  56 млн,    США  318 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время135 мин. / 02:15
Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем — он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В кинопрокате фильм посмотрел каждый 5-й человек в СССР — в общей сложности 56 млн. кинозрителей.
    • Первоначально на роль Веры планировалась Ирина Апексимова, но её утвердили на роль в фильме «Башня».
    • Картина снималась в городе Жданов, Украинская ССР (теперь город Мариуполь, Украина).
    • Занимает по посещаемости 24-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Первый советский фильм, где был продемонстрирован половой акт.
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:19

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм всего лишь 26-летнего дебютанта Василия Пичула, прямого ученика Марлена Хуциева, пользовался ошеломляющей популярностью в отечественном прокате, заняв престижное 24-е место среди рекордсменов за всю историю советского кино — рядом с «Судьбой» Евгения Матвеева, «Русским полем» Николая Москаленко и «Женщиной, которая поёт» Александра Орлова. Соседство только на первый взгляд странное и случайное. Потому что в «Маленькой Вере», несмотря на несомненный дерзкий вызов прежнему кинематографу (чаще всего неадекватно реагировали на вполне уместную и не грубую, особенно по нынешним понятиям, сексуальную сцену), содержатся элементы традиционного романа о «судьбе человека» и мелодрамы о «любви земной», но только в молодёжном исполнении. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 58 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Чтобы там не писали и не говорили, но когда-то для нас этот фильм был концептуальным. Для нас, для детей перестройки. Нас много, но мы прячемся. Фильм переворачивал сознание. Заставлял смотреть на вещи под другим углом. Кто-то приобрел косоглазие, а кто-то увидел свет. Фильм мало назвать гениальным — он был началом чего-то ужасающего, чего-то поистине настоящего, того, что до сих пор нас заставляет думать о том, что для страны не все потеряно. И это не пресловутая русская духовность, а что-то более глубинное. Что-то истинно настоящее.

    Спасибо, Василий, ты навсегда останешься в наших сердцах. Прости за совковые фразы. Спи спокойно, дорогой друг. Ты не зря приходил в этот мир.

    P.s. Вчера умер Василий Пичул, режиссер фильма «Маленькая Вера». Как бы не называли фильм критики и зрители, он занимает особую нишу в моем сознании и я буду смотреть его спустя десятилетия. Если доживу. А потом оттуда мы с ним будем смотреть вместе. У тебя все будет хорошо, Василий

    27 июля 2015 | 09:56

    «Перемен. Мы ждем перемен…»

    Теперь-то любой школьник знает, каких именно перемен задорно жаждал Виктор Цой. Это сегодня мы не ожидаем от отечественного кино каких-то маяков новой эпохи. Скорее это фильмы демонстрируют, то, чем уже живет матушка-Россия. Но когда-то было все иначе. К горбачевской перестройке можно относится как положительно, так и резко отрицательно. Но одно несомненно: людям, сытым по горло рушащимися иллюзиями о светлом коммунистическом будущем, очень нужно было «другое» кино. Не за обнаженкой гонялись граждане, нет-нет. Они хотели видеть правду на экране, что семьи могут быть по-толстовски «несчастливы по своему». Люди хотели видеть, как чисто бытовые сложности способны погубить зарождающееся светлое чувство. Ведь это многим так знакомо! Образ «рабочего» и «крестьянки» отжил свое, и нашлись те, кто сумел понять чаяния пролетарского народа. Понять и преподнести страждущей публике кино, которое по праву является знаменем скоротечной, но поворотной эпохи нашей страны.

    Обычный захолустный городишко, вполне заурядная семья, родители из рабочего класса, весьма падкие на выпивку. Они живут (а точнее существуют) архаичными идеалами, с родной дочерью они все хуже и хуже понимают друг друга. Веру трудно назвать красавицей, да и о типичности ее внешности, сподручнее рассуждать тем, кто застал перестройку в более взрослом возрасте, чем я. Но вольнодумие вчерашней школьницы весьма характерно для ее сверстниц, в этом можно не сомневаться. Чем заняться девчонке, если она совсем не рвется продолжать обучение? Танцплощадка, курево, подпольное видео, сомнительные друзья, распутные связи — полный букет «хиппующей» советской молодежи. Впрочем, они-то себя советскими считать не хотят.

    «Только, только, только, только этого мало…»

    Песня заслуженной Софии Ротару в «другом» кино не просто так. Главная проблема Веры, и ее окружения — они не знают, чего по-настоящему в жизни хотят. Советская система образования когда-то считалась в мире лучшей, следовательно ребята неглупы. Но куда же податься, если заграница по-прежнему недостижима? Мышление Веры еще абсолютно хрупкое, она подвержена влиянию, например своей шустрой подруги Лены. Что из себя представляют отношения мелированной оторвы и будущего моряка Андрея? Он-то по ней с ума сходит, а она его лишь терпит, видимо просто заполняет вакуум.

    И вот на захудалом «дискаче» появляется симпатичный парень из какого-то другого сословия. Сергей худо-бедно определился в жизни, учится на металлурга, живет в общаге и совсем не тужит. Он хорош собой, девки так слюнки и пускают, но, что важнее, он олицетворяет собой интеллектуальное будущее. То самое будущее, когда молодежь не будет интегрироваться в эпоху. Она будет творить эпоху. Они вполне подошли друг другу. Раскованный парень и отвязная девчонка. Остается неясной природа чувств Сергея. Полюбил ли он ее? Или просто воспользовался ситуацией, особенно, когда выпал шанс переселиться в нормальное жилье.

    «Было, было, было, было, но прошло…»

    Хрупкую любовь необходимо беречь, выпестовать ее в чувство, навсегда объединяющее двух людей. Еще одна песня Софии Михайловны словно грозное предостережение шустрой молодежи. Вера что-то там лопочет про возможную беременность, но разве можно ее вообразить заботливой мамочкой?! И не в годах тут дело. Ее созревание пока узконаправленное. Она встретила человека, в котором вероятно, воплотились ее девичьи грезы, но вот о совместном быте она едва ли всерьез задумывалась. Пусть не лежит ее душа к училищу, но кем она сама себя видит? Всего лишь домохозяйкой? Бесцельность гасит самые прекрасные порывы ее юной души. Предстоящую семейную грозу несложно было предвидеть. Сергей, как представить современного поколения, не считает нужным сдерживать раздражение вериными родителями, он им чуть ли не с порога вынес приговор. В семейных склоках, традиционно, сложно найти лишь одну виноватую сторону. Одинаково неправы тут все четверо.

    Вера, что поторопилась с переездом возлюбленного.

    Сергей, который уже знал, в какую семью идет.

    Отец, растворивший остатки авторитета в сорокоградусной бутылке.

    Мать, за рутинными домашними хлопотами переставшая слышать своих детей.

    Ничто не бьет по кумполу неожиданно. Предупреждение жизнь всегда объявляет. Вот только не каждый способен услышать и отреагировать. Роль в событиях брата Веры, Виктора не стоит недооценивать. Мы не знаем, насколько он там в Москве счастлив. Но то, что он уже смотрит на мир не замыленными глазами — безусловно. Он не может не любить своих папу и маму, но очевидно, эти посещения ему даются с большим трудом, и надо же, сестренка выбрала себе в женихи его старого приятеля! Сцена торжественного знакомства Сергея с родителями невесты, видится мне ключевой. Виктор буквально вспыхивает, понимая, что нет у такого союза в этих условиях будущего. Жених даже не счел нужным принарядится! Когда ни одна из сторон не стремится к компромиссу — это не семья, это по сути, коммунальщина. Маленькую Веру остается только пожалеть. Она действительно жертва обстоятельств. Девушка хочет любить и быть любимой. Ее безвкусная прическа кричит: «вот она я. Девочка созрела». У нее был выбор: получить образование, дождаться своего морячка и строить типичную «ячейку общества». Но кому бы нужно было это кино? Вера и Сергей хотят себе иной судьбы, скука для них смерть. Но что они сделали для изменения своего быта? Парня не стоит жалеть. Да, будущий тесть отвратителен. Но зачем же мучиться под одной крышей? Любимую под мышку и куда-нибудь подальше. Да хоть в общагу, ведь можно и по-быстрому расписаться. А здесь парадокс. Родителей он терпеть не может, но менять ничего не стремиться. И это будущий глава семьи?..

    Шокирующее кино по-разному повлияло на судьбы героев. Наталья Негода даже побывала в роли секс-символа рушащегося Союза, хотя особым изяществом не обладает. Сейчас о ней уже давно забыли. Хотя столь яркая роль должна была иметь достойное продолжение. Андрей Соколов за 25 лет почти не изменился. Постарел, конечно, но он все такой же интеллигентный, самодовольный и развязный. Его героями быстро очаровываешься и так же быстро разочаровываешься. К примеру, в его Сергее не чувствуется человека действия. Обратившись к классику, он скорее Обломов, а не Штольц. И его трагедия в том, что он сам себя не тем считает.

    «Маленькая Вера» просто должна была выйти на экран. Крушение старых идеалов не мыслимо без подобных ориентиров. Чтобы лучше понять это кино, надо было видеть его тогда, в 1988-м. Но это не значит, что оно само стало анахронизмом. Напротив, это памятник эпохе. Из песни слов не выкинешь. Так и из истории не надо вырывать малоприглядные вещи. Люди «проголосовали» за эту ленту «ногами», а значит Наталья Негода не зря решилась показать стране грудь. И пусть, сама она не обрела актерского счастья, зато самая известная ее работа будет привлекать еще не одно поколение ценителей советского наследия.

    7,5 из 10

    13 ноября 2014 | 14:44

    Кто сказал, что по сценарию своей супруги можно снять плохое кино ? Не верьте. Можно снять такое кино, выручка от которого в кинотеатрах страны составит весьма внушительную сумму. А наш русский народ не обманешь, если кино действительно стоящее и хорошее, люди не будут просто валом идти в кинотеатр. Для своего времени это был вообще прорыв. Помню я очень хотел попасть на эту картину, но в нашем кинотеатре она шла под вывеской детям до 16 лет, а мне на ту пору было 10 лет. И лишь спустя много лет, купив видеокассету, я смог посмотреть этот фильм. Ожидания оправдались с лихвой. Кино, что называется состоялось.

    Может быть от того, что сам я из маленького провинциального города, мне этот фильм понятен более, чем другим. Сколько таких семей, в которых родители думают о хлебе насущном, о том, чтобы выжить и мало внимания и любви достаётся детям. Отсюда и берутся такие Веры, за воспитание которых отвечает улица. Картина не сгущает краски, как может показаться, она лишь очерчивает нашу действительность конца 80-х. И очерчивает так здорово, что просто слов нет. Василий Пичул выстрелил своим фильмом и попал в самое сердце.

    Простая семья. Родители не преуспели в материально-финансовом плане. У их дочери Веры интересы, мягко говоря, не есть гуд, даже по меркам того, что она молодая и юная особа. С родителями у Веры контакта никакого, как и них с ней. Единственный кто хоть как-то держит ситуацию под контролем, это старший брат. Но он живёт отдельно и не может быть постоянно громоотводом. Тут ещё Вера знакомится с Сергеем (Андрей Соколов), молодым атлетичным парнем, который не долго думая укладывает её в постель. Но, к слову сказать грязных сцен в картине нет. По сравнению с тем, какие фильмы выходят сейчас, это кино просто божий одуванчик.

    Самое интересное, что меня впечатлила не игра Натальи Негоды и Андрея Соколова, а родителей Веры, которых исполнили замечательные русские артисты Юрий Назаров и Людмила Зайцева. Настолько классно сработала эта пара, как будто и не артисты вовсе. Фильм драма, с элементами трагикомедии я бы так его охарактеризовал. Добротное кино, вполне пристойное по сегодняшним меркам.

    10 из 10

    4 июня 2014 | 15:53

    Папа Коля, водитель, без которого «никто работать не будет», так и не дождался ответа на свой вопрос. Еще бы! Ведь Вера-Верочка, тоненькая веточка, младшая дочь водителя и работницы швейной фабрики думает только о том, как устроить собственную жизнь в нелегкое время перестройки.

    Папа — беспробудный алкаш, которого держит только работа. Мама — отупевшая от стирок и плиты средних лет женщина, которой нет дела до взрослых проблем 17-и летней дочери. Старший брат Витя — единственный нормальный человек в семье, которому удалось вырваться из провинциальной, обрыдлой жизни на «большую землю» в Москву, обзавестись семьей и работать врачом, хоть и «тёща каждый день попрекает». Именно на него у родителей одна надежда остепенить разнузданную Веру: «Вот Виктор приедет, пускай он ее учит». Но Вера сама кого хочешь научит взрослой жизни, с которой ей пришлось так быстро столкнуться.

    Фильм снимали в моем родном городе — Мариуполе. Оттуда родом и режиссер картины, Василий Пичул, это его дипломная работа, в которой он хотел показать все «прелести» жизни рядовой провинциальной семьи. Его родители, как и родители Веры и Виктора, простые работяги, отец — заводской рабочий, мама трудилась на швейной фабрике. Сценарий к фильму написала его жена — коренная москвичка Мария Хмелик. Отец Маши — известный детский писатель Александр Хмелик в ту пору был главным редактором киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького, где запускалась в производство «Маленькая Вера».

    Фильм вызвал горячие и яростные споры, о нём много говорили и писали. Но для меня это не главное. Этот фильм — исповедь. Фильм о той жизни, которая рядом с нами.

    Интересные факты

    На фильм невозможно было попасть. Билеты на все сеансы раскупили за несколько дней. Чтобы посмотреть «Маленькую Веру», народ штурмом брал кинозалы — разбивал окна, срывал двери с петель.

    В числе возненавидевших картину был и Михаил Горбачев. Говорят, во время просмотра фильма у себя на даче он рвал и метал, когда увидел на экране «непристойные вещи».

    «Веру» продали в 12 стран мира. Там она принесла баснословные прибыли и собрала огромное количество наград. Негода колесила с фильмом по миру и даже выступила соведущей на церемонии вручения «Оскара», а в мае 1989 первой из советских женщин снялась для «Плейбоя». Слоган «Из России — с любовью!» стал самым популярным на Западе.

    Четыре года Василий Пичул искал деньги, и неизвестно, как сложилась бы судьба «Маленькой Веры», если бы не поддержка режиссера-постановщика «Семнадцати мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Татьяна Михайловна тогда была депутатом и делегатом перестроечных съездов. Где-то она замолвила слово, где-то надавила своим авторитетом…

    Постельную сцену снимали всем составом. Негоду и Соколова окружили 25 человек: кто со светом, кто с гримом, кто просто глазел… Оператор говорил актерам, что надо делать, как двигаться. Кстати, обнаженка Негоде стоила личного счастья. Именно постельная сцена поставила точку в ее трехлетнем романе с Ефремовым-младшим.

    Василий Пичул решил снять продолжение некогда популярного фильма. По его задумке действие картины будет происходить в Москве и Америке. Главные герои — подросшие дети Негоды и Соколова. Актеры уже получили приглашение сыграть самих себя, но пока согласия на участие в этом проекте не дали. Наталья Негода живет в Лос-Анджелесе, она не снимается, ведет затворнический образ жизни, иногда приезжает в Москву, с прессой почти не общается.

    Я люблю свой город, я люблю этот фильм.

    10 из 10

    26 июня 2014 | 17:32

    В наше время этот фильм уже не смотрится. В то время, когда всем так хотелось перемен, но еще не знали, чего именно хочется, этот фильм прогремел. А теперь… О чем он? Чему учит хорошему?

    Пьянство, пьянство, сплошное пьянство, как водится у нас на Руси. Главные герои все отрицают, причем АБСОЛЮТНО ВСЕ! Не только то плохое, что видят в своих родителях, но заодно и все хорошее.

    Не пей, не кури, книжки по домоводству новоиспеченной женушке… А в ответ, только натуженный неестественный смех и сплошное паясничанье. Отрицается ВСЕ, словно все это — плохое и не имеет никакой ценности.

    Ну, допустим! Но что ты можешь предложить взамен? Ты можешь представить какую-то свою модель поведения, систему мировоззрений взамен разрушенной? Если так жить, по твоему мнению, не надо, то опиши нам свой взгляд на мир: а как надо?

    А то у нас все какие-то революционные методы: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» А какой мир мы затем построим, если у нас в головах даже нет никакого представления о том, каким должен быть этот новый мир? И что в нем будет хорошего?

    Мне рассказывают, что этот фильм был культовым в конце 80-хх. Не помню, я тогда еще была салажонком. Но посмотрев его сегодня… Лично мне скучно было наблюдать два часа за бессмысленным проживанием жизни глупых малолеток. Им можно посочувствовать… Но возводить этот фильм в культ? Брать с них пример? Увольте!

    2 ноября 2007 | 17:41

    Фильм «Маленькая Вера» был снят в закат советской эпохи, в 1988 году, но несмотря на это, его в общем то нельзя отнести ни к числу известных нам «советских» фильмов, ни к числу новых «российских». Этот фильм не похож на все предыдущие отечественные кинокартины, ему не свойственен тот характер, которые мы привыкли видеть ранее. В этом кино нам показано то, с чем мы встречались в обыденной жизни, что на самом деле имеет место быть — это кино — правда…

    Эта картина произвела большой переполох после своего выхода, много было сказано, его и критиковали и восхищались им, ну а некоторые просто не увидели ТО, что нёс в себе этот фильм, и естественно для них он оказался бесполезен.

    С самого начала, уже настроившись на «скандальный сюжет» в момент замечаются самые тонкие мелочи, такие как скудный вид фабрик и заводов, с их выхлопами и грязью, которые витают вокруг этого обычного советского города. По мере просмотра вникаешь и «пропитываешься» атмосферой фильма, и если вы в полной мере осознали то, что происходит и что создатели хотели до вас донести -. .. не знаю, что именно вы почувствовали, но для меня это стало подтверждением того, что я знал о духовной жизни наших предшественников, смотришь и думаешь — «Даааа, и так живём и по сей день».

    Конечно смотреть фильм тогда, в 1980 — ые, и сейчас, в новое время — немного разные вещи. Если бы я его смотрел тогда — то меня бы «скрутило» при виде всей этой «бытовухи», я бы просто не мог спокойно морально реагировать и осознавать то — что я в этом живу, и что это — РЕАЛЬНОСТЬ.

    Сейчас же, спустя 20 с лишним лет, веришь, что хоть что — то изменилось, что мы движемся вперёд, что всё что было — позади, но… очень, поверьте, очень многое ещё живёт в нас. К примеру вся эта «тряска» с банками склянками мамаш, бабушек, огурчики, помидорчики, соленья варенья, ты не голоден сынок, внучок — Знакомо? Ну и вот. Конечно они желали и желают нам лучшего — но так примитвно и «низко» жить нельзя. Муж, отец или ещё кто — то регулярно приходит домой «под шафе», как будто больше ничего не интересует в этой жизни, будто больше нечего делать и при этом ещё требуют какого — то уважения со стороны, посмотрите на себя…

    Концовки сюжетной в фильме как таковой нет, да она и не нужна, не в этом суть. Однажды то ли к режиссёру, то ли к сценаристу фильма, не помню точно, во время какой — то пресс — конференции (1989), или что — то в этом роде подошла женщина и сказала — «А как дальше жить то?». Эта картина оказала большое влияние на массы, сознание многих пробудилось, это было и хорошо и страшно. Но, как говорится, лучше Горькая правда, чем Сладкая ложь.

    Напоследок скажу, подводя итог, стоит проанализировать — «А нужно ли было снимать этот фильм, каким бы он правдивым и прямым не был, а?». Я считаю что лучше бы он был, чем его бы не было, нет смысла бежать от самих себя, толку от этого никакого. Пусть каждый сам делает вывод, исходя и своих предубеждений..

    10 из 10

    25 января 2009 | 12:03

    Рассуждая о перестройкe в контексте массовой культуры конца восьмидесятых, стоит прежде всего подразумевать первого посланца этих процессов — поколение, рождённое в конце 60ых-начале 70ых, выросшего в момент наивысшего социального благополучия. Радикально новый ценностный и культурный посыл стал их первой жизненной установкой вне воспитательного очага. При прежнем контроле за искусством госмонополии и массовости производства в середине восьмидесятых советский народ впервые в мирное время испытывает культурный шок. Cложно переоценить влияние на эти процессы конкретных фильмов — от «Покания» до «Такси Блюза», через многочисленные «Аварии Маленьких Курьеров».

    В то время, когда одна образованная советская молодёжь, уже сильно увлечённая западной музыкой и кино, сохраняла врождённые крепость характера и масштабность мысли, тужась родить нового «последнего» героя с зеркалом в руках, как возможностью дать ему исправиться, другая — жадно обсасывала до косточек новые возможности самовыражения: как новые тематики (почему-то всегда связанные с куплей-продажей чести, любви и отечества), так и новые художественные приёмы (почему-то связанные со смакованием от показа грязного белья). Все надежды и чаяния первых потонули в глубокой экзистенциальной пустоте — культурологическому тупику, дыре, вырытой вторыми. К тому же эта дыра с определённого момента начала окропляться настоящей кровью гражданской войны почти на всех окраинах СССР, придавая ей болезненную осмысленность, чувство чёрного фатума. Вот и все герои «Маленькой Веры», предвосхитившей самый пик этих процессов — восемьдесят восьмом году, оказались затянуты в некий безумный метафизический лабиринт старых стен и деструктивных отношений, где каждый заточён в своей собственной обречённости.

    Актрису Наталью Негоду в образе Веры по-настоящему приятно разглядывать весь фильм. На фоне сюжетного абсурда даже откровенные сцены с актрисой воспринимаются так же легко, хотя видно, что преподносятся очень старательно. Но где самоуверенный герой-любовник Сергей (Андрей Соколов), который поначалу молча брал то, что ему нужно, в том числе и нашу фривольную героиню? А вот он, в больничной одежде, сидит на чужой кухне с чужими копошащимися людьми, совсем бледный, пока его некогда «есессно» любимая девушка находится в соседней комнате в предсамоубийственном состоянии; ещё немного и он будет раскачиваться из стороны в сторону, приговаривая «ку-ку», однако решает ополоснуть голову в раковине. Приводящий ко всему этому действу фактор по-человечески необъясним, являясь обыкновенной художественной грубостью. Сюда же можно приписать и колеблющихся, от отеческой любви до яростного презрения, родителей, людей вроде бы «той самой» старой закалки. Такое изображение матери и отца — совершенно безвольных и глухих заступников домостроевских порядков, распивающих крепкие спиртные по любому поводу, стране показывали впервые. Позже эти же карикатуры близких кровных связей прямо по шаблону будут использованы в «Авария — дочь мента» и прочих «гениях».

    Молодая столичная интеллигенция, воплощённая в брате Веры Викторе — безусловно наиболее тонкий мазок этого буйства красок. Не способный настроиться на собственной личной жизни, его застигают врасплох и на малой родине. Слепое и патологическое перебирание решений чужих проблем оборачивается нервными срывами на близких (не забываем про постоянное распитие) и брат хлопает дверью, только тогда когда осознаёт своё пагубное участие в этом бездарном цирке. Стоит отметить типологическое сходство Александра Негреба в этой роли с Александром Кайдановским, вплоть до манерности и интонаций.

    Если относится к сценарию как к совокупности сюжетых веток, проводов, а к повествованию как к пускаемому по ним электротоку, то главные сюжетные ветки «Маленькой Веры» обрываются даже не на полуслове, а на полувыдохе. Скажем, знакомство приблизительных ровесников Сергея-Виктора ограничивается по сути сценой их первого приятельского приветствия и эта потенциально выигрышная линия попросту пропадает, в отличие от, на мой взгляд, излишней развязки в линии Веры и её одноклассника-морячка. Не выражен в фильме и протест молодого поколения против нарочито категоричного и сухого мировоззрения старшего поколения. Вероятно, неприкрытое хамство и высокомерие в купе с невыносимой лёгкостью бытия описываемой молодости могли сойти за принцип искренней любви против мещанской показушности. Однако как может восприниматься бытовые хамство и высокомерие по отношению к старшему поколению — качества, просто не могущие вырасти в нечто большее — решительно непонятно. Не проросло чувства и в самой картине. Режиссёр Пичул, в конце концов, умудряется оборвать и наиболее развивающуюся ветвь отношений — Сергея и Веры. Понятно, что итоговой фарс не укрепит и не свяжет этих двух, изначально похожих — молодых, лёгких и независимых, под конец — непозволительно бесхребетных и безнадёжных, будто бы растворённых в своей пустоте.

    Финальная сцена «с милым рай и в шалаше» подана настолько предсказуемо, что кажется и не пыталась стать точкой повествования, не стала и запятой: нет в ней ни рая, ни милого, один сборный шалаш у всколоченной кровати младшего ребёнка семьи. Оттого единственный существенный итоговый вопрос — отеческий: «Что с тобой дальше будет, Вера?» Сцена семейного отдыха на побережье, когда Вера отражает тройным «Ха!» тираду обезумевшей по прихоти режиссёра матери, прокладывает прямой ассоциативный путь только к сигаревскому «Волчку», к главной роли Трояновой с её «Лла!»- эдакой взрослой Веры из недетских девяностых. Страшно подумать куда в самой жизни забредали подобные девочки — следующий за развалом страны «русский крест» слишком говорящ, чтобы говорить о лучшей судьбе.

    5 из 10

    23 сентября 2014 | 23:03

    100%-е попадание со временем. Очень удачный фильм. Полностью отразил несовместимость поколений в те годы. Но как не странно смотриться и сейчас из-за вечных семейных отношений. Трудности в семье наверно актуальны и сейчас, особенно из-за бытовой неустроенности. Фильм очень тонко это подчеркнул. Конечно очень хорошо сыграли молодые актёры(хотя стоит отметить, что Негода лучше бы смотрелась, если бы упростила свою роль, Вера всё-таки красивая троечница, умом не должна отличаться), Соколов настоящий красавец, сыграл настолько реально, что кажется документальные съёмки велись. Конечно, нельзя не отметить прекрасную игру Назарова и Зайцевой — настоящие профессионалы! Именно они создают колорит этому фильму, показывая как они отличаются от нового поколения. Хорош и Александр Негреба, странно, что дальнейшая его актёрская карьера как-то не задалась.

    Что и говорить, среди потока перестроечной чернухи, которая завалила тогда кино СССР, этот фильм явно выделяется. Он останется классикой на долгие века. Поэтому

    10 из 10

    10 из 101

    21 апреля 2012 | 15:49

    Помнится, ходила история, что во время одного из первых показов этой картины в кинотеатре прозвучал «забавный» диалог:

    - Как им не стыдно такое показывать!
    - А вам не стыдно так жить?

    Прошло 25 лет, ну и что изменилось-то? Страна другая, народ все тот же…50% процентов семей по стране живут так: горбатясь на нелюбимой работе, пропивая заработанные копейки. Зрители, считающие фильм нереалом, деградантным срезом, призванным опорочить гнилое СССР — наверное они живут в другой стране, нет, даже в другом мире, но реальность, к сожалению, далеко не цвета Текилы Санрайз.

    Этот фильм о нас, о нашей жизни, и не может он быть жизнерадостным и ярким, как говорится — нечего на зеркало пенять…

    Из героев фильма, пожалуй, больше всего поразил Сергей. Этот «луч света в темном царстве» — в моем восприятии — отрицательный персонаж, хуже некуда: придя в чужой дом начинает диктовать свои правила, открыто презирает родителей «любимой» девушки. Так и хочется задать невысказанный вопрос: а что ты сам-то сделал в жизни? Не нравится — построй свой дом, заработай, приведи свою женщину туда, одень ее и себя, накорми — и после этого ты можешь учить жизни других, а пока ты никто, живешь у чужих людей и на средства своих родителей — веди себя культурно. А ведь преподносится герой Соколова массовому зрителю именно как пророк и учитель, «вы серость, а я в белом», фу! Поучайте лучше ваших паучат!

    А еще мне безумно жаль Веру, глупенькую запутавшуюся девчонку, загнанную в угол, причем загнанную самыми близкими людьми, и выбирает она вполне «логичный» выход из этого угла…

    Сложно рекомендовать этот фильм к просмотру, лично мне он стоил испорченного настроения, потому что ну очень не хочется замечать вокруг этой серости и грязи, и тем не менее имеет право на существование и на своего зрителя.

    7 из 10

    13 мая 2011 | 03:10

    От фильма «Маленькая Вера» Василия Пичулы у меня остались двойственные чувства. Мне невероятно понравилась работа оператора, монтаж, игра актеров да и проблема, поднятая в ленте оказалась близкой и актуальной. Но на написание рецензии меня сподвигло отнюдь не это. Для того, чтобы все стало более понятно, лучше начну сначала.

    К просмотру я приступила по причине того, что родители неоднократно при мне упоминали название фильма и не раз обсуждали его, неприменно вспоминая годы своей юности. Говоря о данной ленте они каждый раз будто не замечали меня, полностью погружаясь в свои воспоминания, будто минувших десятилетий и не было. По сути, данный фильм иллюстрирует их молодость, а значит, может помочь понять из чего же сделаны эти странные существа с другой планеты, в народе именуемые «родителями».

    Фильм «Маленькая Вера» — бунт своего времени. Мама с папой до их пор говорят о нем с благоговением. Но их битва уже проиграна: не заметно для самих себя они превратились в родителей неприкаянной Веры! Причем говоря так, я ни в коем случае не подразумеваю себя под главной героиней.

    Нет! Это же не просто проблема отцов и детей. Тут поднимается другой, более важный для меня вопрос: борьба человека с мещанством.

    В юности бунт не является чем-то сверхъестественным: кровь кипит и все такое. Это лишь органическая потребность подрастающего человечка. А потом, как говорится, обстоятельства берут верх, а значит, никто не виноват.

    Складывается ощущение, что стареет не только тело, но и, как это не прискорбно, душа. А данное и является по-настоящему страшным.

    Возможно, я не правильно поняла фильм, но мне кажется, что в нем изображена постоянно сменяющаяся череда «неугомонных Вер» «родителями Веры». А сам фильм призван обратить внимание человека на эту ужасающую закономерность, помочь ему осознать проблему. А там уже каждый сам решает, стоит ли покидать данный заколдованный круг или лучше все же согласиться, что и в нем достаточно уютно (по крайней мере спокойно)…

    лично я выбор уже сделала

    4 ноября 2012 | 00:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 1110 руб.
    DVD, 504 руб.
    подробнее

    Новости


    Выдающийся российский актер, на счету которого больше сотни ролей в кино, а также бесчисленное количество работ в озвучании, Александр Леньков ушел из жизни в возрасте 70 лет. В его фильмографии присутствуют такие картины, как «Ключи от неба», «Дайте жалобную книгу», «По секрету всему свету», «Маленькая Вера» и «Сибирский цирюльник». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Получается, «Жизнь Адель» как флешбэк к «Увертке». Но здесь мы показываем куда более глубокий образ. Адель и Эмма из разных социальных слоев. Эмма — из буржуазного, интеллектуального, Адель — обычная девочка с улицы. Меня больше интересовала тема случайности их встречи. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В прокат выходит «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, где одну из главных ролей исполнил Александр Збруев — артист, давно не баловавший нас своим появлением на большом экране. Пользуясь случаем, КиноПоиск решил рассказать о других актерах с характером, чьи недавние примеры говорят о том, что вернуться в зону зрительского внимания никогда не поздно. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 9-11 сентября
    Правительство не обсудило с кинематографистами условия выплаты гонораров (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 765 000
    2.ПикселиPixels24 000 000
    3.МиньоныMinions22 100 000
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 300 000
    5.ЛевшаSouthpaw16 500 000
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.МиньоныMinions273 485 396
    2.Человек-муравейAnt-Man268 131 875
    3.Терминатор: ГенезисTerminator Genisys56 901 597
    4.Гороскоп на удачу31 905 550
    5.Убрать из друзейUnfriended18 932 414
    16.07 — 19.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 767 2732 065 884
    Деньги700 547 311 руб.517 082 486
    Цена билета253,15 руб.1,22
    16.07 — 19.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Джентльмены удачи8.476
    41.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.469
    42.Запах женщиныScent of a Woman8.469
    43.Огни большого городаCity Lights8.469
    44.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.466
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Раскол мстителейCaptain America: Civil War93.51%
    32.5-ая волнаThe 5th Wave93.45%
    33.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.44%
    34.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.42%
    35.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I93.39%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВиселицаThe Gallows10
    ПикселиPixels18
    Бумажные городаPaper Towns12
    Башня РэдсиновThe Redsin Tower2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    МиньоныMinions6.573
    ПикселиPixels6.368
    Человек-муравейAnt-Man7.502
    Бумажные городаPaper Towns6.588
    ВиселицаThe Gallows4.757
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    Шальная картаWild Card06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    премьеры