всё о любом фильме:

Маленькая Вера

год
страна
слоган-
режиссерВасилий Пичул
сценарийМария Хмелик
директор фильмаВладимир Клименко, Юрий Пробер
операторЕфим Резников
композиторВладимир Матецкий
художникВладимир Постернак
монтажЕлена Заболоцкая
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
СССР  56 млн,    США  318 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время135 мин. / 02:15
Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем — он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В кинопрокате фильм посмотрел каждый 5-й человек в СССР — в общей сложности 56 млн. кинозрителей.
    • Первоначально на роль Веры планировалась Ирина Апексимова, но её утвердили на роль в фильме «Башня».
    • Картина снималась в городе Жданов, Украинская ССР (теперь город Мариуполь, Украина).
    • Занимает по посещаемости 24-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Первый советский фильм, где был продемонстрирован половой акт.
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:19

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм всего лишь 26-летнего дебютанта Василия Пичула, прямого ученика Марлена Хуциева, пользовался ошеломляющей популярностью в отечественном прокате, заняв престижное 24-е место среди рекордсменов за всю историю советского кино — рядом с «Судьбой» Евгения Матвеева, «Русским полем» Николая Москаленко и «Женщиной, которая поёт» Александра Орлова. Соседство только на первый взгляд странное и случайное. Потому что в «Маленькой Вере», несмотря на несомненный дерзкий вызов прежнему кинематографу (чаще всего неадекватно реагировали на вполне уместную и не грубую, особенно по нынешним понятиям, сексуальную сцену), содержатся элементы традиционного романа о «судьбе человека» и мелодрамы о «любви земной», но только в молодёжном исполнении. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 68 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    От фильма «Маленькая Вера» Василия Пичулы у меня остались двойственные чувства. Мне невероятно понравилась работа оператора, монтаж, игра актеров да и проблема, поднятая в ленте оказалась близкой и актуальной. Но на написание рецензии меня сподвигло отнюдь не это. Для того, чтобы все стало более понятно, лучше начну сначала.

    К просмотру я приступила по причине того, что родители неоднократно при мне упоминали название фильма и не раз обсуждали его, неприменно вспоминая годы своей юности. Говоря о данной ленте они каждый раз будто не замечали меня, полностью погружаясь в свои воспоминания, будто минувших десятилетий и не было. По сути, данный фильм иллюстрирует их молодость, а значит, может помочь понять из чего же сделаны эти странные существа с другой планеты, в народе именуемые «родителями».

    Фильм «Маленькая Вера» — бунт своего времени. Мама с папой до их пор говорят о нем с благоговением. Но их битва уже проиграна: не заметно для самих себя они превратились в родителей неприкаянной Веры! Причем говоря так, я ни в коем случае не подразумеваю себя под главной героиней.

    Нет! Это же не просто проблема отцов и детей. Тут поднимается другой, более важный для меня вопрос: борьба человека с мещанством.

    В юности бунт не является чем-то сверхъестественным: кровь кипит и все такое. Это лишь органическая потребность подрастающего человечка. А потом, как говорится, обстоятельства берут верх, а значит, никто не виноват.

    Складывается ощущение, что стареет не только тело, но и, как это не прискорбно, душа. А данное и является по-настоящему страшным.

    Возможно, я не правильно поняла фильм, но мне кажется, что в нем изображена постоянно сменяющаяся череда «неугомонных Вер» «родителями Веры». А сам фильм призван обратить внимание человека на эту ужасающую закономерность, помочь ему осознать проблему. А там уже каждый сам решает, стоит ли покидать данный заколдованный круг или лучше все же согласиться, что и в нем достаточно уютно (по крайней мере спокойно)…

    лично я выбор уже сделала

    4 ноября 2012 | 00:01

    Фильм «Маленькая Вера» был снят в закат советской эпохи, в 1988 году, но несмотря на это, его в общем то нельзя отнести ни к числу известных нам «советских» фильмов, ни к числу новых «российских». Этот фильм не похож на все предыдущие отечественные кинокартины, ему не свойственен тот характер, которые мы привыкли видеть ранее. В этом кино нам показано то, с чем мы встречались в обыденной жизни, что на самом деле имеет место быть — это кино — правда…

    Эта картина произвела большой переполох после своего выхода, много было сказано, его и критиковали и восхищались им, ну а некоторые просто не увидели ТО, что нёс в себе этот фильм, и естественно для них он оказался бесполезен.

    С самого начала, уже настроившись на «скандальный сюжет» в момент замечаются самые тонкие мелочи, такие как скудный вид фабрик и заводов, с их выхлопами и грязью, которые витают вокруг этого обычного советского города. По мере просмотра вникаешь и «пропитываешься» атмосферой фильма, и если вы в полной мере осознали то, что происходит и что создатели хотели до вас донести -. .. не знаю, что именно вы почувствовали, но для меня это стало подтверждением того, что я знал о духовной жизни наших предшественников, смотришь и думаешь — «Даааа, и так живём и по сей день».

    Конечно смотреть фильм тогда, в 1980 — ые, и сейчас, в новое время — немного разные вещи. Если бы я его смотрел тогда — то меня бы «скрутило» при виде всей этой «бытовухи», я бы просто не мог спокойно морально реагировать и осознавать то — что я в этом живу, и что это — РЕАЛЬНОСТЬ.

    Сейчас же, спустя 20 с лишним лет, веришь, что хоть что — то изменилось, что мы движемся вперёд, что всё что было — позади, но… очень, поверьте, очень многое ещё живёт в нас. К примеру вся эта «тряска» с банками склянками мамаш, бабушек, огурчики, помидорчики, соленья варенья, ты не голоден сынок, внучок — Знакомо? Ну и вот. Конечно они желали и желают нам лучшего — но так примитвно и «низко» жить нельзя. Муж, отец или ещё кто — то регулярно приходит домой «под шафе», как будто больше ничего не интересует в этой жизни, будто больше нечего делать и при этом ещё требуют какого — то уважения со стороны, посмотрите на себя…

    Концовки сюжетной в фильме как таковой нет, да она и не нужна, не в этом суть. Однажды то ли к режиссёру, то ли к сценаристу фильма, не помню точно, во время какой — то пресс — конференции (1989), или что — то в этом роде подошла женщина и сказала — «А как дальше жить то?». Эта картина оказала большое влияние на массы, сознание многих пробудилось, это было и хорошо и страшно. Но, как говорится, лучше Горькая правда, чем Сладкая ложь.

    Напоследок скажу, подводя итог, стоит проанализировать — «А нужно ли было снимать этот фильм, каким бы он правдивым и прямым не был, а?». Я считаю что лучше бы он был, чем его бы не было, нет смысла бежать от самих себя, толку от этого никакого. Пусть каждый сам делает вывод, исходя и своих предубеждений..

    10 из 10

    25 января 2009 | 12:03

    Рассуждая о перестройкe в контексте массовой культуры конца восьмидесятых, стоит прежде всего подразумевать первого посланца этих процессов — поколение, рождённое в конце 60ых-начале 70ых, выросшего в момент наивысшего социального благополучия. Радикально новый ценностный и культурный посыл стал их первой жизненной установкой вне воспитательного очага. При прежнем контроле за искусством госмонополии и массовости производства в середине восьмидесятых советский народ впервые в мирное время испытывает культурный шок. Cложно переоценить влияние на эти процессы конкретных фильмов — от «Покания» до «Такси Блюза», через многочисленные «Аварии Маленьких Курьеров».

    В то время, когда одна образованная советская молодёжь, уже сильно увлечённая западной музыкой и кино, сохраняла врождённые крепость характера и масштабность мысли, тужась родить нового «последнего» героя с зеркалом в руках, как возможностью дать ему исправиться, другая — жадно обсасывала до косточек новые возможности самовыражения: как новые тематики (почему-то всегда связанные с куплей-продажей чести, любви и отечества), так и новые художественные приёмы (почему-то связанные со смакованием от показа грязного белья). Все надежды и чаяния первых потонули в глубокой экзистенциальной пустоте — культурологическому тупику, дыре, вырытой вторыми. К тому же эта дыра с определённого момента начала окропляться настоящей кровью гражданской войны почти на всех окраинах СССР, придавая ей болезненную осмысленность, чувство чёрного фатума. Вот и все герои «Маленькой Веры», предвосхитившей самый пик этих процессов — восемьдесят восьмом году, оказались затянуты в некий безумный метафизический лабиринт старых стен и деструктивных отношений, где каждый заточён в своей собственной обречённости.

    Актрису Наталью Негоду в образе Веры по-настоящему приятно разглядывать весь фильм. На фоне сюжетного абсурда даже откровенные сцены с актрисой воспринимаются так же легко, хотя видно, что преподносятся очень старательно. Но где самоуверенный герой-любовник Сергей (Андрей Соколов), который поначалу молча брал то, что ему нужно, в том числе и нашу фривольную героиню? А вот он, в больничной одежде, сидит на чужой кухне с чужими копошащимися людьми, совсем бледный, пока его некогда «есессно» любимая девушка находится в соседней комнате в предсамоубийственном состоянии; ещё немного и он будет раскачиваться из стороны в сторону, приговаривая «ку-ку», однако решает ополоснуть голову в раковине. Приводящий ко всему этому действу фактор по-человечески необъясним, являясь обыкновенной художественной грубостью. Сюда же можно приписать и колеблющихся, от отеческой любви до яростного презрения, родителей, людей вроде бы «той самой» старой закалки. Такое изображение матери и отца — совершенно безвольных и глухих заступников домостроевских порядков, распивающих крепкие спиртные по любому поводу, стране показывали впервые. Позже эти же карикатуры близких кровных связей прямо по шаблону будут использованы в «Авария — дочь мента» и прочих «гениях».

    Молодая столичная интеллигенция, воплощённая в брате Веры Викторе — безусловно наиболее тонкий мазок этого буйства красок. Не способный настроиться на собственной личной жизни, его застигают врасплох и на малой родине. Слепое и патологическое перебирание решений чужих проблем оборачивается нервными срывами на близких (не забываем про постоянное распитие) и брат хлопает дверью, только тогда когда осознаёт своё пагубное участие в этом бездарном цирке. Стоит отметить типологическое сходство Александра Негреба в этой роли с Александром Кайдановским, вплоть до манерности и интонаций.

    Если относится к сценарию как к совокупности сюжетых веток, проводов, а к повествованию как к пускаемому по ним электротоку, то главные сюжетные ветки «Маленькой Веры» обрываются даже не на полуслове, а на полувыдохе. Скажем, знакомство приблизительных ровесников Сергея-Виктора ограничивается по сути сценой их первого приятельского приветствия и эта потенциально выигрышная линия попросту пропадает, в отличие от, на мой взгляд, излишней развязки в линии Веры и её одноклассника-морячка. Не выражен в фильме и протест молодого поколения против нарочито категоричного и сухого мировоззрения старшего поколения. Вероятно, неприкрытое хамство и высокомерие в купе с невыносимой лёгкостью бытия описываемой молодости могли сойти за принцип искренней любви против мещанской показушности. Однако как может восприниматься бытовые хамство и высокомерие по отношению к старшему поколению — качества, просто не могущие вырасти в нечто большее — решительно непонятно. Не проросло чувства и в самой картине. Режиссёр Пичул, в конце концов, умудряется оборвать и наиболее развивающуюся ветвь отношений — Сергея и Веры. Понятно, что итоговой фарс не укрепит и не свяжет этих двух, изначально похожих — молодых, лёгких и независимых, под конец — непозволительно бесхребетных и безнадёжных, будто бы растворённых в своей пустоте.

    Финальная сцена «с милым рай и в шалаше» подана настолько предсказуемо, что кажется и не пыталась стать точкой повествования, не стала и запятой: нет в ней ни рая, ни милого, один сборный шалаш у всколоченной кровати младшего ребёнка семьи. Оттого единственный существенный итоговый вопрос — отеческий: «Что с тобой дальше будет, Вера?» Сцена семейного отдыха на побережье, когда Вера отражает тройным «Ха!» тираду обезумевшей по прихоти режиссёра матери, прокладывает прямой ассоциативный путь только к сигаревскому «Волчку», к главной роли Трояновой с её «Лла!»- эдакой взрослой Веры из недетских девяностых. Страшно подумать куда в самой жизни забредали подобные девочки — следующий за развалом страны «русский крест» слишком говорящ, чтобы говорить о лучшей судьбе.

    5 из 10

    23 сентября 2014 | 23:03

    Кто сказал, что по сценарию своей супруги можно снять плохое кино ? Не верьте. Можно снять такое кино, выручка от которого в кинотеатрах страны составит весьма внушительную сумму. А наш русский народ не обманешь, если кино действительно стоящее и хорошее, люди не будут просто валом идти в кинотеатр. Для своего времени это был вообще прорыв. Помню я очень хотел попасть на эту картину, но в нашем кинотеатре она шла под вывеской детям до 16 лет, а мне на ту пору было 10 лет. И лишь спустя много лет, купив видеокассету, я смог посмотреть этот фильм. Ожидания оправдались с лихвой. Кино, что называется состоялось.

    Может быть от того, что сам я из маленького провинциального города, мне этот фильм понятен более, чем другим. Сколько таких семей, в которых родители думают о хлебе насущном, о том, чтобы выжить и мало внимания и любви достаётся детям. Отсюда и берутся такие Веры, за воспитание которых отвечает улица. Картина не сгущает краски, как может показаться, она лишь очерчивает нашу действительность конца 80-х. И очерчивает так здорово, что просто слов нет. Василий Пичул выстрелил своим фильмом и попал в самое сердце.

    Простая семья. Родители не преуспели в материально-финансовом плане. У их дочери Веры интересы, мягко говоря, не есть гуд, даже по меркам того, что она молодая и юная особа. С родителями у Веры контакта никакого, как и них с ней. Единственный кто хоть как-то держит ситуацию под контролем, это старший брат. Но он живёт отдельно и не может быть постоянно громоотводом. Тут ещё Вера знакомится с Сергеем (Андрей Соколов), молодым атлетичным парнем, который не долго думая укладывает её в постель. Но, к слову сказать грязных сцен в картине нет. По сравнению с тем, какие фильмы выходят сейчас, это кино просто божий одуванчик.

    Самое интересное, что меня впечатлила не игра Натальи Негоды и Андрея Соколова, а родителей Веры, которых исполнили замечательные русские артисты Юрий Назаров и Людмила Зайцева. Настолько классно сработала эта пара, как будто и не артисты вовсе. Фильм драма, с элементами трагикомедии я бы так его охарактеризовал. Добротное кино, вполне пристойное по сегодняшним меркам.

    10 из 10

    4 июня 2014 | 15:53

    В наше время этот фильм уже не смотрится. В то время, когда всем так хотелось перемен, но еще не знали, чего именно хочется, этот фильм прогремел. А теперь… О чем он? Чему учит хорошему?

    Пьянство, пьянство, сплошное пьянство, как водится у нас на Руси. Главные герои все отрицают, причем АБСОЛЮТНО ВСЕ! Не только то плохое, что видят в своих родителях, но заодно и все хорошее.

    Не пей, не кури, книжки по домоводству новоиспеченной женушке… А в ответ, только натуженный неестественный смех и сплошное паясничанье. Отрицается ВСЕ, словно все это — плохое и не имеет никакой ценности.

    Ну, допустим! Но что ты можешь предложить взамен? Ты можешь представить какую-то свою модель поведения, систему мировоззрений взамен разрушенной? Если так жить, по твоему мнению, не надо, то опиши нам свой взгляд на мир: а как надо?

    А то у нас все какие-то революционные методы: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» А какой мир мы затем построим, если у нас в головах даже нет никакого представления о том, каким должен быть этот новый мир? И что в нем будет хорошего?

    Мне рассказывают, что этот фильм был культовым в конце 80-хх. Не помню, я тогда еще была салажонком. Но посмотрев его сегодня… Лично мне скучно было наблюдать два часа за бессмысленным проживанием жизни глупых малолеток. Им можно посочувствовать… Но возводить этот фильм в культ? Брать с них пример? Увольте!

    2 ноября 2007 | 17:41

    Помнится, ходила история, что во время одного из первых показов этой картины в кинотеатре прозвучал «забавный» диалог:

    - Как им не стыдно такое показывать!
    - А вам не стыдно так жить?

    Прошло 25 лет, ну и что изменилось-то? Страна другая, народ все тот же…50% процентов семей по стране живут так: горбатясь на нелюбимой работе, пропивая заработанные копейки. Зрители, считающие фильм нереалом, деградантным срезом, призванным опорочить гнилое СССР — наверное они живут в другой стране, нет, даже в другом мире, но реальность, к сожалению, далеко не цвета Текилы Санрайз.

    Этот фильм о нас, о нашей жизни, и не может он быть жизнерадостным и ярким, как говорится — нечего на зеркало пенять…

    Из героев фильма, пожалуй, больше всего поразил Сергей. Этот «луч света в темном царстве» — в моем восприятии — отрицательный персонаж, хуже некуда: придя в чужой дом начинает диктовать свои правила, открыто презирает родителей «любимой» девушки. Так и хочется задать невысказанный вопрос: а что ты сам-то сделал в жизни? Не нравится — построй свой дом, заработай, приведи свою женщину туда, одень ее и себя, накорми — и после этого ты можешь учить жизни других, а пока ты никто, живешь у чужих людей и на средства своих родителей — веди себя культурно. А ведь преподносится герой Соколова массовому зрителю именно как пророк и учитель, «вы серость, а я в белом», фу! Поучайте лучше ваших паучат!

    А еще мне безумно жаль Веру, глупенькую запутавшуюся девчонку, загнанную в угол, причем загнанную самыми близкими людьми, и выбирает она вполне «логичный» выход из этого угла…

    Сложно рекомендовать этот фильм к просмотру, лично мне он стоил испорченного настроения, потому что ну очень не хочется замечать вокруг этой серости и грязи, и тем не менее имеет право на существование и на своего зрителя.

    7 из 10

    13 мая 2011 | 03:10

    Это последний советский фильм, собравший в отечественном прокате более пятидесяти миллионов зрителей и оказавшийся, своего рода, водоразделом между советским и новым российским кино. Самый громкий фильм «эпохи Перестройки и гласности» может считаться её манифестом, который не только никуда не зовет, но, наоборот, обнажает ужас трагического существования.

    Дебютирующий в большом кино 27-летний Василий Пичул снимал ленту на своей родине, в украинском городе Жданове, бывшем и будущем Мариуполе. Бытовая драма о «полусреднем» классе советского общества столь плотно соприкасается с социальной поверхностью, что кажется почти беспросветной чернухой. Но, вместе с тем, неожиданно набирает объём «языческой притчи», где накал атеистических страстей встаёт вровень с творениями Шекспира.

    Мучительное стремление Веры избавиться от родовой привязанности к царству кастрюль и трёхлитровых банок (настоящим несчастьем для Вериной мамы становится отказ детей кушать приготовленные угощения) и невозможность эту привязанность преодолеть приводит к юношескому экстремизму и лихорадочному бегству от реальности в красивую любовь. На советского зрителя, долгие десятилетия убаюкиваемого розово-стерильным псевдореализмом, обрушилось вдруг нечто правдивое и одновременно пугающее — и эротикой, и неподдельной болью. Прозрачная метафора проглядывает уже в названии: Вера здесь не только имя, но и то чувство, что ещё теплится в героях, в их, построенном на рефлексах, почти животном образе жизни.

    В то время как старшее поколение — недалёкое, пьющее, злое — думает только о добыче хлеба насущного, младшее ищет спасения в любовном томлении и чувственных наслаждениях. Первая «совсем откровенная» эротическая сцена в советском кино сразу заставила прикусить языки тех, кто уверял всех, что «секса у нас нет». До сих пор вспоминаются те гигантские очереди, что выстраивались на первое «клубничное кино» made in USSR. Весь зал замирал, как по команде, затаив дыхание в сцене, где Вера топлес покачивалась на любовнике в позе наездницы. Пятьдесят с лишним миллионов зрителей — это не шутка. Это каждый пятый житель СССР.

    Скорбная чувственность молодого режиссёра была преумножена не просто точными, но для большинства исполнителей лучшими в их послужных списках актёрскими работами, с которыми после выхода фильма стали ассоциироваться их имена. Интересный и печальный факт: никто из нового поколения актёров, открытых Пичулом, не смог в дальнейшем реализоваться столь же эффективно и эффектно. Ни Наталья Негода, ставшая жертвой своего образа, ни Андрей Соколов, хоть и сыгравший затем множество других ролей, но всё каких-то необязательных, ни острохарактерная Александра Табакова, блеснувшая тут в роли подружки, ни Александр Алексеев-Негреба, сгинувший непонятно куда.

    Не выглядит особо успешной и творческая судьба самого режиссёра. После триумфального дебюта он, по большому счёту, так и не нашёл себя в игровом кино, а затем и вовсе перешёл на телевидение. Там занялся серийным производством «Кукол», «Старых песен о главном», клиповой подёнщиной, а в последующие годы начал заниматься ещё и неигровой публицистикой, выпустив несколько документальных фильмов о советских вождях — Сталине и иже с ним.

    Казалось бы, «Маленькая Вера», которую в 1988-м «категорически боялись» выпускать на экраны, уже тогда окончательно попрощалась с постылым социализмом и вроде как сулила в самой близкой перспективе что-то абсолютно светлое и счастливое. Но всё, что пришло следом, оказалось не меньшей катастрофой, нежели то, что случилась с главной героиней. Вот почему сегодня этот фильм вызывает (по крайней мере, у тех, кто впервые увидел его в год выпуска) болезненное чувство ностальгии — как старая песня о так и не случившемся главном.

    1 марта 2014 | 20:19

    Советские фильмы навсегда останутся для меня фильмами, которые можно пересматривать по несколько раз и в которых главная ценность наша душа. Можно либо расплакаться от радости либо вздохнуть от безысходности ситуации. Но в этом фильме нету души. Нам показали анти утопию. Семья, в которой все друг на друга орут, не уважают и более того — ненавидят. Разве такие были ценности в Советском Союзе? Неужели этот фильм понравился всем именно своей откровенностью. Или приятно было смотреть на кучу психически больных людей в криках которых ничего не понятно? Для меня загадка.

    Такой беспорядок, какой был в этой семье — отразился и на сюжет. Несколько буквально оборванных сюжетных линий и даже закончили фильм считай на полу слове. А такое непростительно для любого фильма. Во время всего фильма мы только и видим людей напрочь лишенных всяких ценностей и думающих только о себе. Конечно фильм пытался показать нам контраст между рабочей семьей и людьми из высшего света, но с данной задачей он не справился. Более того студент Сергей нисколько и не выделился из общей массы так называемых людей.

    Может быть на этот фильм так сыграла «перестройка» затеянная как раз в те годы нашим правительством, и пытающихся как-то то ли доказать то ли оправдаться дескать мы не замкнутая страна, мы можем оголится перед экраном мы можем весь фильм плевать друг в друга орать и вести несуразные диалоги. Лично я, на месте руководителей того времени, посмотрев бы этот фильм напрочь бы забыл об идее распада СССР, такая демократия нам не нужна. Конечно я говорю именно про кино, многие согласятся со мной что русские фильмы намного уступают советским, не считая фильмы переходного периода, которым и является данная картина. Ни тут ни там, полный беспорядок. Ничего непонятно. Посредственный сюжет.

    Очень плохой фильм.

    7 апреля 2012 | 09:00

    Через 2 года «стукнет» 25 лет! 25 лет как «Маленькая Вера» начала переворачивать сознание зрителей. И первый эротический советский фильм, и зрители штурмующие кинозалы, и мнения советских газет про грязь и воспевание в фильме половых инстинктов.

    Все, все правильно. Все правда. Но это то, что на поверхности. Так на входе в кинотеатр. А на выходе?

    А на выходе, в глубине, все основательно, все детально продумано, все выстрадано. Это история вовсе не про «спивающееся совковое быдло», а практически полный нравственный аналог горьковской пьесы «На дне». Для своего, конечно, времени — второй половины 80-х годов 20 века и для своего места тоже — СССР.

    Советский зритель уходил с этого фильма молча, задумавшись, а не восторгаясь и отпуская сальные шутки по поводу увиденного на экране крупным планом оголенного бюста Натальи Негоды.

    Происходило это потому, что советский зритель, что бы сейчас не писали про то время, был несравненно более высоко нравственным человеческим существом для того, чтобы просто увидеть в «Маленькой Вере» первый эротический советский фильм.

    Советский зритель видел в «Маленькой Вере» то самое «Дно».

    Советский зритель знал, что запросто он может стать таким же, увиденным в фильме «Дном». И жить и любить и дышать как это «Дно».

    Поэтому на выходе советский зритель инстинктивно пытался оторваться от этого «Дна».

    Так, начатая в стране, как «инициатива сверху» «Перестройка» переросла в стихийную «инициативу снизу», а с фильмом «Маленькая Вера» Василий Пичул, наряду с Динарой Асановой («Пацаны»), Валерием Рыбаревым («Меня зовут Арлекино»), Вадимом Абдрашитовым («Плюмбум или Опасная игра») стал основателем абсолютно нового жанра киноискусства.

    Жанром родителем которого с полной уверенностью может считаться канувшая в небытие, похороненная стихийной «инициативой снизу» страна — Советский Союз.

    Жанра — социальная драма.

    Р.S. Ну и безусловно нельзя судить людей испытывающих неиссякаемое желание стать лучше и оторваться от «Дна», которые повелись на этот киногимн революции.

    10 из 10

    5 апреля 2011 | 16:25

    Шелест морских волн, стрекочущие сверчки, мириады огней — искусственных светил ночи, и СССР, еще не канувший с атласами влету.

    Она влюблена в парня старше, он не нравится её родителям. Романтическая история…могла бы быть, будь это не «Маленькая Вера» режиссера-дебютанта Василия Пичула, а любой другой фильм четырехбуквенной державы. Скандальная известность в конце восьмидесятых, первый фильм «показавший то, чего не показывали», и такой же первопроходец в рейтинге «18+». Однако 1988 год прошел, «великий и могучий» стерт с лица Земли, но никак не из сердец его экс-обитателей. И все, что осталось — это память, немалую долю которой составляет советский кинематограф в целом и «Маленькая Вера» в частности. Следуя логике, что лишь время способно отделить значимое от дутого пузыря, можно выяснить, чем «Маленькая Вера» стала сейчас, при свободе слова и иллюзии выбора.

    Дискотека. Воплощение всего порочного от отпрысков некогда прославляемого пролетариата — побоища «стенка на стенку», характерные для провинциального городка «кирпичные мордашки» хлопцев и бравые «голубые» ребята, следящие за порядком, дабы в случае чего подвести всех под одну гребенку в отделение милиции. В таком месте и запутывается фундаментальный сюжетный узелок — знакомство отвязной мелированной Веры со своей будущей любовью Сергеем — студентом местного института металлургии. Именно завораживающим воплощением Натальи со звучной фамилией Негода во многом была обязана безразмерная популярность киноленты на момент релиза. И дело даже отнюдь не в провокационной сцене, где «маленькая» Вера становится «голой» Верой и «занимающейся сексом» (которого, как известно, в СССР не существовало). Актрисе, несмотря на московские корни, удалось в убедительной форме передать дух малолетней оторвы — девочки из подъезда, ребенка без цели. И в противовес этому Сергей — длинноволосая версия известного восьмисезонного «Адвоката», Андрея Соколова. Он умен, начитан, ему до беспамятства досаждает одна лишь мысль о предсказуемости и ограниченности, которую он наблюдает, переселившись в квартиру Вериных родителей.

    Снаружи кухонной форточки, созвучно с душераздирающим скрипом детишек на дворовых качелях, по железной колее грохочет дизель тепловоза, а из хрипящих динамиков радиоточки доносится гимн СССР. Окружение родительского гнездышка столь же дискомфортно снаружи, как и внутри. Это отец, в пьяном припадке изнывающий от привитых норм «как я буду людям в глаза смотреть» и «никто меня не любит». Это мать, твердящая сплошь и рядом о правильности и жизни в прошедшем времени. Вырвавшийся из нищеты в Москву брат, яркий огонек контраста, сходит с ума от необходимости время от времени навещать этот сумасшедший дом воплей и истерик имени «ячейка социалистического общества». Они всю жизнь рвали жилы, далеко не всегда преследовали чистые помыслы и светлые начинания. И лишь проездив большую её часть на рабочем «КамАЗе», осознали необходимость выпивки как основополагающего антидепрессанта от ужасной свалки паскудной, низменной жизни.

    Смог, подобно неглиже, прикрыл голую реальность потрепанных заводских цехов и козловых кранов, оставив враждебные тени и десятки пыхтящих труб, грозно заполонивших тёмно-синий горизонт. Есть в «Маленькой Вере» еще один запоминающийся немой персонаж, чья неподвластная режиссеру мимика закрепляет воплощение избранного пути, так называемой, драмы у раковины — истории о людях, живущих своим ограниченным мирком. Речь о Жданове — родном городе режиссера, нынешнем украинском Мариуполе. При возложенной должности вымощенных декораций, Пичул эпизодически сменяет слова импровизацией города, позволяя таким образом внушить зрителю, что история Веры не просто реальна, она ужасающе бытовая для провинциальных городков подобного толка. Крупные заводские планы, прибрежные воды, покрывающие водорослями ржавые осколки посудин-кораблей на мелководье, холмы металлолома с одинокими железнодорожными вагонами напротив больничных стен. Спасенья нет, лучик надежды и веры в светлость социалистического будущего, коим в разной мере обладали фильмы доперестроечного периода, меркнет и выцветает, зарастая мхом жуткого, грязного реализма вещей, исконно противоречащих коммунистическим догматам.

    Серое небо над каменистым пляжем с мутной водой орошает мощными зарядами «гнева небес» — градом и проливным ливнем. Лишь одинокий «КамАЗ», подобно маяку с красной кабиной, подзывает пронизывающим гудком убежавшую Веру.

    История знает немало примеров, когда скандальная известность, являясь потворством актуальной тематики, уже через десяток лет выдыхалась, как открытый флакон духов, вызывая остаточным материалом недоуменные жесты у публики или, что еще хуже, ироничную улыбку. «Маленькая Вера» не из этой касты. Василий Пичул стал первым в заключительной странице существования сверхдержавы, кто вывел зеркало жизни советского человека из привычных норм «облико морале», опровергнув тем самым свое же правило, что лучшие фильмы остаются «на полке». На этом достижения киноленты не исчерпались, поскольку слава советская преобразилась во славу европейскую, венцом которой стала победа на венецианском кинофестивале. Она же, слава, послужила впоследствии мощным катализатором к метеорному старту карьеры Натальи Негоды в США, которая, увы, не задалась. Единственное, что режиссеру не удалось в «Маленькой Вере», так это заставить полюбить её той любовью, которая возникает между мужчиной и женщиной в пылу страстного поцелуя. Попытка исправить была предпринята в следующей постановке, опять же, в сотрудничестве с Негодой «В городе Сочи темные ночи», но это уже другая история — менее успешная и более вторичная.

    30 марта 2013 | 19:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 504 руб.
    подробнее

    Новости


    Выдающийся российский актер, на счету которого больше сотни ролей в кино, а также бесчисленное количество работ в озвучании, Александр Леньков ушел из жизни в возрасте 70 лет. В его фильмографии присутствуют такие картины, как «Ключи от неба», «Дайте жалобную книгу», «По секрету всему свету», «Маленькая Вера» и «Сибирский цирюльник». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Получается, «Жизнь Адель» как флешбэк к «Увертке». Но здесь мы показываем куда более глубокий образ. Адель и Эмма из разных социальных слоев. Эмма — из буржуазного, интеллектуального, Адель — обычная девочка с улицы. Меня больше интересовала тема случайности их встречи. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В прокат выходит «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, где одну из главных ролей исполнил Александр Збруев — артист, давно не баловавший нас своим появлением на большом экране. Пользуясь случаем, КиноПоиск решил рассказать о других актерах с характером, чьи недавние примеры говорят о том, что вернуться в зону зрительского внимания никогда не поздно. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 9-11 сентября
    Правительство не обсудило с кинематографистами условия выплаты гонораров (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 341 282 042
    2.ВыжившийThe Revenant12 779 530
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens11 116 684
    4.И грянул штормThe Finest Hours10 288 932
    5.Миссия в МайамиRide Along 28 426 610
    29.01 — 31.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3372 163 725
    2.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa67 394 505
    3.5-я волнаThe 5th Wave53 525 214
    4.Статус: Свободен37 280 311
    5.ВыжившийThe Revenant35 685 759
    29.01 — 31.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 741 205299 536
    Деньги720 000 641 руб.82 623 719
    Цена билета262,66 руб.1,62
    29.01 — 31.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    230.Брат 28.072
    231.Ночи КабирииLe notti di Cabiria8.072
    232.Крупная рыбаBig Fish8.070
    233.История ХатикоHachikô monogatari8.070
    234.Однажды двадцать лет спустя8.070
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Звёздные войны: Эпизод 8Star Wars: Episode VIII92.75%
    27.Три девяткиTriple 992.74%
    28.Звёздные войны: ИзгойRogue One: A Star Wars Story92.67%
    29.РазрушениеDemolition92.65%
    30.Книга джунглейThe Jungle Book92.41%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    АнгелAngel75
    ЗатмениеRegression19
    Самый лучший день89
    Омерзительная восьмеркаThe Hateful Eight120
    30 свиданий1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.810
    И грянул штормThe Finest Hours7.601
    30 свиданий
    Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa6.643
    ВыжившийThe Revenant7.985
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ДэдпулDeadpool11.02
    В центре вниманияSpotlight11.02
    Лазурный берегBy the Sea11.02
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    премьеры