всё о любом фильме:

Маленькая Вера

год
страна
слоган-
режиссерВасилий Пичул
сценарийМария Хмелик
директор фильмаВладимир Клименко, Юрий Пробер
операторЕфим Резников
композиторВладимир Матецкий
художникВладимир Постернак
монтажЕлена Заболоцкая
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
зрители
СССР  56 млн,    США  318 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время135 мин. / 02:15
Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем — он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В кинопрокате фильм посмотрел каждый 5-й человек в СССР — в общей сложности 56 млн. кинозрителей.
    • Первоначально на роль Веры планировалась Ирина Апексимова, но её утвердили на роль в фильме «Башня».
    • Картина снималась в городе Жданов, Украинская ССР (теперь город Мариуполь, Украина).
    • Занимает по посещаемости 24-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Первый советский фильм, где был продемонстрирован половой акт.
    • еще 2 факта
    Трейлер 01:19

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Этот фильм всего лишь 26-летнего дебютанта Василия Пичула, прямого ученика Марлена Хуциева, пользовался ошеломляющей популярностью в отечественном прокате, заняв престижное 24-е место среди рекордсменов за всю историю советского кино — рядом с «Судьбой» Евгения Матвеева, «Русским полем» Николая Москаленко и «Женщиной, которая поёт» Александра Орлова. Соседство только на первый взгляд странное и случайное. Потому что в «Маленькой Вере», несмотря на несомненный дерзкий вызов прежнему кинематографу (чаще всего неадекватно реагировали на вполне уместную и не грубую, особенно по нынешним понятиям, сексуальную сцену), содержатся элементы традиционного романа о «судьбе человека» и мелодрамы о «любви земной», но только в молодёжном исполнении. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 49 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Тоже и героиня фильма «Маленькая Вера» Василия Пичула, ее трагедия в том, что она Вера, простите за тавтологию, без веры. Не только сама девочка маленькая, но и действительно вера маленькая. Для этой девушки ценности, на которые ориентировались ее родители, ничего не значат, она не верит в свободное и светлое социалистическое общество. Не верит потому, что видит вокруг бездуховность, нищету. Бесполезно что-то делать, можно проработать всю жизнь на тяжелой работе, как ее родители, а жить все равно будешь отнюдь не припеваючи. Родители пытаются вернуть ее в колею, заставить жить, как они жили, но она все равно уже обречена. Что она видит вокруг? Во, что превратились больницы? А ее брат, разве это примерный врач, а подруги — бедующие героини интердевочки…

    Героиня Веры так же запуталась и не знает, как жить, как и героиня фильма «Роковая ошибка» Надежда. Как и в «Маленькой Вере» режиссер этого фильма, Никита Хубов, выбрал для героини говорящее имя. Надежда, утратившая все надежды и иллюзии, в последнем кадре она лежит без сознания в товарном вагоне, ее рука, высунувшаяся на улицу, безвольно болтается, а поезд уезжает неизвестно куда.

    Это история девочки, которую когда-то усыновила жестокая женщина. И ожесточенность передалась ребенку, ясное дело, когда за подростком приезжает родная мать, девочка принимает ее в штыки. Девочка бесцельно болтается среди таких же, как она, увлекающихся роком бездельников, не понимающих как строить свою судьбу дальше. Кто-то сбежал из дома, кто-то просто все время ругается со слишком правильными, слишком советскими родителями. Однажды наша Надежда влюбляется в афганца военного и не знает как жить с этим чувством. Стена непонимания между ней и «мамами» только усиливается, что и толкает ее пуститься во все тяжкие.

    5 апреля 2009 | 19:28

    Шелест морских волн, стрекочущие сверчки, мириады огней — искусственных светил ночи, и СССР, еще не канувший с атласами влету.

    Она влюблена в парня старше, он не нравится её родителям. Романтическая история…могла бы быть, будь это не «Маленькая Вера» режиссера-дебютанта Василия Пичула, а любой другой фильм четырехбуквенной державы. Скандальная известность в конце восьмидесятых, первый фильм «показавший то, чего не показывали», и такой же первопроходец в рейтинге «18+». Однако 1988 год прошел, «великий и могучий» стерт с лица Земли, но никак не из сердец его экс-обитателей. И все, что осталось — это память, немалую долю которой составляет советский кинематограф в целом и «Маленькая Вера» в частности. Следуя логике, что лишь время способно отделить значимое от дутого пузыря, можно выяснить, чем «Маленькая Вера» стала сейчас, при свободе слова и иллюзии выбора.

    Дискотека. Воплощение всего порочного от отпрысков некогда прославляемого пролетариата — побоища «стенка на стенку», характерные для провинциального городка «кирпичные мордашки» хлопцев и бравые «голубые» ребята, следящие за порядком, дабы в случае чего подвести всех под одну гребенку в отделение милиции. В таком месте и запутывается фундаментальный сюжетный узелок — знакомство отвязной мелированной Веры со своей будущей любовью Сергеем — студентом местного института металлургии. Именно завораживающим воплощением Натальи со звучной фамилией Негода во многом была обязана безразмерная популярность киноленты на момент релиза. И дело даже отнюдь не в провокационной сцене, где «маленькая» Вера становится «голой» Верой и «занимающейся сексом» (которого, как известно, в СССР не существовало). Актрисе, несмотря на московские корни, удалось в убедительной форме передать дух малолетней оторвы — девочки из подъезда, ребенка без цели. И в противовес этому Сергей — длинноволосая версия известного восьмисезонного «Адвоката», Андрея Соколова. Он умен, начитан, ему до беспамятства досаждает одна лишь мысль о предсказуемости и ограниченности, которую он наблюдает, переселившись в квартиру Вериных родителей.

    Снаружи кухонной форточки, созвучно с душераздирающим скрипом детишек на дворовых качелях, по железной колее грохочет дизель тепловоза, а из хрипящих динамиков радиоточки доносится гимн СССР. Окружение родительского гнездышка столь же дискомфортно снаружи, как и внутри. Это отец, в пьяном припадке изнывающий от привитых норм «как я буду людям в глаза смотреть» и «никто меня не любит». Это мать, твердящая сплошь и рядом о правильности и жизни в прошедшем времени. Вырвавшийся из нищеты в Москву брат, яркий огонек контраста, сходит с ума от необходимости время от времени навещать этот сумасшедший дом воплей и истерик имени «ячейка социалистического общества». Они всю жизнь рвали жилы, далеко не всегда преследовали чистые помыслы и светлые начинания. И лишь проездив большую её часть на рабочем «КамАЗе», осознали необходимость выпивки как основополагающего антидепрессанта от ужасной свалки паскудной, низменной жизни.

    Смог, подобно неглиже, прикрыл голую реальность потрепанных заводских цехов и козловых кранов, оставив враждебные тени и десятки пыхтящих труб, грозно заполонивших тёмно-синий горизонт. Есть в «Маленькой Вере» еще один запоминающийся немой персонаж, чья неподвластная режиссеру мимика закрепляет воплощение избранного пути, так называемой, драмы у раковины — истории о людях, живущих своим ограниченным мирком. Речь о Жданове — родном городе режиссера, нынешнем украинском Мариуполе. При возложенной должности вымощенных декораций, Пичул эпизодически сменяет слова импровизацией города, позволяя таким образом внушить зрителю, что история Веры не просто реальна, она ужасающе бытовая для провинциальных городков подобного толка. Крупные заводские планы, прибрежные воды, покрывающие водорослями ржавые осколки посудин-кораблей на мелководье, холмы металлолома с одинокими железнодорожными вагонами напротив больничных стен. Спасенья нет, лучик надежды и веры в светлость социалистического будущего, коим в разной мере обладали фильмы доперестроечного периода, меркнет и выцветает, зарастая мхом жуткого, грязного реализма вещей, исконно противоречащих коммунистическим догматам.

    Серое небо над каменистым пляжем с мутной водой орошает мощными зарядами «гнева небес» — градом и проливным ливнем. Лишь одинокий «КамАЗ», подобно маяку с красной кабиной, подзывает пронизывающим гудком убежавшую Веру.

    История знает немало примеров, когда скандальная известность, являясь потворством актуальной тематики, уже через десяток лет выдыхалась, как открытый флакон духов, вызывая остаточным материалом недоуменные жесты у публики или, что еще хуже, ироничную улыбку. «Маленькая Вера» не из этой касты. Василий Пичул стал первым в заключительной странице существования сверхдержавы, кто вывел зеркало жизни советского человека из привычных норм «облико морале», опровергнув тем самым свое же правило, что лучшие фильмы остаются «на полке». На этом достижения киноленты не исчерпались, поскольку слава советская преобразилась во славу европейскую, венцом которой стала победа на венецианском кинофестивале. Она же, слава, послужила впоследствии мощным катализатором к метеорному старту карьеры Натальи Негоды в США, которая, увы, не задалась. Единственное, что режиссеру не удалось в «Маленькой Вере», так это заставить полюбить её той любовью, которая возникает между мужчиной и женщиной в пылу страстного поцелуя. Попытка исправить была предпринята в следующей постановке, опять же, в сотрудничестве с Негодой «В городе Сочи темные ночи», но это уже другая история — менее успешная и более вторичная.

    30 марта 2013 | 19:52

    Каких только эпитетов не существует для этого фильма, что я ожидала от него чего-то совершенно иного, нежели оказалось на самом деле. Во-первых, это якобы первый эротический советский фильм. Во-вторых, судя по постеру я думала, что Вера в итоге прирежет своего молодого человека за измену.

    На деле же из эротики там только парочка кадров Натальи Негоды с голыми сиськами и одна не особо откровенная постельная сцена. Ну а сюжет вообще оказался для меня довольно непредсказуемым.

    Отношение к персонажам фильма кардинально менялось с первых и до последних кадров. Поначалу Веру хочется ненавидеть: она ведёт себя как шалава, дебильно ржёт, быдловато ведёт себя с родителями, которые о ней пекутся. Родители же хоть и представлены людьми очень простыми, но кажутся добродушными, заботливыми. Итак, после драки на дискотеке Вера знакомится с Серёжей — героем Андрея Соколова — они перебрасываются парой фраз и сразу же едут к нему в общагу, где Вера отдаётся новому знакомому. Уходя от него она спрашивает, любит ли он её, на что Серёжа сквозь зубы отвечает: «Естесссно!»

    Но на следующий день Сергей встречает в кафе-мороженом Веру и её лучшую подругу, с которой танцевал на дискотеке. Подруга на него вешается, но он многозначительно смотрит на сидящую за столиком Веру и говорит таким глубоким голосом осторожно: «Здравствуй… Вера». Затем в ходе разговора уже он призывно спрашивает Веру: «А меня ты любишь?» «Люблю!» Вот так просто, но эта сцена моя любимая. От того, как Сергей при этом стрелял глазами даже у меня мурашки пошли по коже.

    Затем появляется брат Веры, который отлично знает Серёжу и утверждает, что он легкомысленный ловелас. И в это сразу же верится. Я до конца фильм думала, что он бросит Веру, и это станет поворотной точкой сюжета. Одно мне было непонятно — зачем ему на ней жениться? Даже во время знакомства с родителями, когда Сергей блещет какими-то интеллектуальными высказываниями, кажется, что это типичная работа охмурителя.

    Однако затем всё меняется с точностью до наоборот. Мать Веры — совершенно тупая клуша, а отец — алкаш с буйными проявлениями. В то же время вроде бы Серёжа действительно интеллигентен и проявляет к Вере внимание, а она в него безумно влюблённая. Одно но — ему тошно жить бок о бок с её родителями, а ей тошно оттого, что она это чувствует. «Почему у тебя родители такие тупые?» И разыгрывается целая драма — квартирного вопроса, разницы в интеллектуальном уровне, вопросов быта и домашних алкоголиков, отцов и детей.

    А родители ведут себя так, будто ничего не произошло, уплетают свои маринованные помидорчики и арбузы, считая, что в порядке вещей отмазать отца, а с Андрюшей Вере будет даже лучше, чем с Серёжей, «да и денег там побольше». Разве ж может такой доступной Вере быть противен одноклассник Андрюша, разве может потеря какого-то Серёжи сломать всю её жизнь, вернув к тому тухлому ужасу, из которого она вырвалась? Даже её брат не в силах долго находиться в этом замкнутом пространстве, стараясь как можно меньше времени гостить у родителей и крича: «Как же вы мне все надоели!»

    К концу фильма мне Веру было так жаль, что самой хотелось завыть. Там вообще почти всех ЖАЛЬ. Потому что этот фильм вне времени, такие же люди есть и сейчас сплошь и рядом — алкаши, безразличные, недалёкие, воздвигающие непробиваемую стену правил, стандартов, того, как должно быть, между собой и пытающимися достучаться до них людьми. Даже быт с того времени много где не особо изменился (даже в мегаполисах). И музыку сейчас слушают всё ту же… некоторые. Одно только осталось непонятным — зачем всё же Серёже эта Вера? Они точно из разных миров.

    Фильм, конечно, очень жизненный. И Андрей Соколов там чудо как хорош и полуобнажён.

    10 из 10

    25 февраля 2011 | 02:31

    Это и есть тот культовый фильм второй половины 80-х, по поводу которого сломано столько копий?! Да ну. Я-то думал: «коррупция в комсомоле, секс в пионерских лагерях!» А тут… Мелко.

    Показали на большом экране тупое спившееся быдло и только-то?! Дешёвый сиюминутный эффект. Культурный шок — не более того. Примитив. Художественной ценности — ноль целых ноль десятых. Напомнило чем-то недавнее «Все умрут, а я останусь» — такое же недонесенное поутру до нужника ведро с ночными экскрементами.

    Что искренне удивило — герой А. Соколова. Я почему-то думал, что он играет в этом фильме отрицательного персонажа (уж не знаю, почему) и добрых полфильма наивно ждал развития событий в духе «он ее бросил» и т. п. А потом случился удар кухонным ножом. Это даже не гром среди ясного неба, это просто с ног на голову. Сюрприз. Фильм-то, оказывается, вовсе не о несчастной любви (хотя в подобных картинах вообще язык с трудом поворачивается произносить это слово — настолько ему не место среди грязи и мерзости)! «Это в принципе меняет дело!»

    Жаль только что роль А. Соколова на этом практически заканчивается, потому что он, определенно, ключевая фигура в картине. И дело не только в выдающихся внешних данных, хотя этого тоже требовал сюжет. Куда как интереснее презрение, которое он демонстрирует по отношению к убогим ничтожествам, с которыми свела его судьба. «Почему у тебя родители такие тупые?!» — вопрошает он. Шикарная фраза. Одно непонятно: что он нашел в героине? На этот опрос у меня нет ответа. И это, определенно, недостаток картины. И концовка меня тоже не вдохновила: так и видится что-нибудь в духе прыжка из окна из «Барханова», ан, нет. Жаль.

    Ю. Назаров мне не понравился. Сложилось впечатление, что он сыграл самого себя. В том смысле, что уж больно типаж подходящий — напрягаться, такое ощущение, не пришлось даже. Но еще больше не понравилась Н. Негода. Показалось, что она безбожно переигрывает (особенно в сценах пьяных истерик), быть может, оттого, что не знает, как надо. А отсюда вывод о надуманности, ну, или, как минимум, гипертрофированности происходящего на экране.

    Опять же возник вопрос: а зачем это было снимать и показывать? Цель? Чего хотели добиться? Если это очередная претензия на «правду жизни» — увольте — делать выводы на основании подобных «зарисовок с натуры» (даже если!) — по меньшей мере, глупо.

    В общем, я ждал чего-то более радикального, пусть дерзкого и нестандартного, но непременно содержательного. Ничего подобного нет и в помине. Что ж, в любом случае в этом нужно было убедиться лично.

    5 из 10

    10 марта 2010 | 11:11

    Много фильмов советского и постсоветского периода родители мне показывали в детстве, знакомя с отечественным кинематографом, а этот не стали, и дело не только в первопроходном на сов. экраны зрелища полового акта главных героев, а в том, что

    «Ну и так несладко жили, а этот фильм ещё больше молотом по голове: в г.. не, в г.. не живёте, товарищи зрители!» — фраза одного из родителей.

    Самостоятельный просмотр устроила себе совсем недавно, узнав, что фильм подумывается вставить обязательным к просмотру для российских школьников. Ой зря. Сериал Школа обругали, опплевали, утирая яростные слюни, а здесь значит, более сглаженные реалии? Это можно показывать несовершеннолетним? Тут всё хорошо?

    Ну ладно, данный контекст опустим.

    Мне кино понравилось. Именно тем, что оно живое, эмоциональное, ни один герой не оставляет равнодушной, каждого хочется узнать ближе, изучить его, познать мотивацию действий. Сама Вера хоть и отталкивающий персонаж, с первого взгляда, но если мы внимательно будем смотреть кино, то поймем, что это не оторва с мелированной челкой, а домашняя девочка-подросток в драном халатике, старающаяся как можно больше «урвать» от жизни, чему ее учит окружающий мир, в том числе и лучшая подруга — раздолбайка Чистякова.

    Молодой человек Сергей крайне интересный персонаж, особенно по вопросам, какие он Вере задает:

    «Вера, а ты книжки читаешь?», «А какая книжка любимая?», «А кто твой первый мужчина?». Сразу видно, человек другого круга, хоть и живет в общаге, а запивает консервы не пивом, а пепси, что тоже выделяет его на фоне алкогородка.

    Ну все пьют в этом городе. Все мужья жрут без просыху, а все жены их оправдывают. И я даже в реальной жизни маловато видела таких людей, которые с брезгливостью относятся к алкоголикам, а Сергей просто повторял мои мысли.

    Отец и мать Веры — несчастные жертвы алкогольной провинции. Эти личности мне неприятны. Если будете смотреть фильм, поймете почему. Они не то чтобы посиневшие-оплывшие-опустившиеся, нет, очень даже приличные с виду, но по-деревенски сметливые, подлые, расчетливые, эгоистичные, чем и задавили собственную дочь. Братец, умный москвич, тоже хорош, чистенький, благоразумный, а в одной из сцен видим, что такой же алканавт, как и его семья. Приспособленец просто. Хотя и любит Веру, думает о ней больше, чем родители. Хотя и так утверждать нельзя, фильм смотреть надо.

    Вера только что школу закончила, а выглядит прожженой бабой с прокуренным голосом, как валютная проститутка, или даже прихорошившаяся зэчка. Никакой девичьей нежности и трогательности в ней нет, разве что со спины, дома, когда мы видим, как она моет посуду в своем драном халатике…

    А хабалит каким резким неприятным голосом… А алкоголичка-то какая, высший сорт. И чем она понравилась чистенькому мажору Андрюше из мореходки — непонятно, у него и мать-то другая совсем.

    Пусть этот фильм каждый посмотрит сам, для себя, сделает выводы, но школьникам в программу его включать… Вот вы посмотрите и решите для себя, разумна сия мысль или нет.

    Я пока ещё под впечатлением, горьковатым и не самым легким, от данной ленты, поэтому рецензия вышла сумбурной.

    Но вердикт один: смотреть, смотреть, делать выводы.

    Живем мы в такой стране и в такое время, что нам это просто надо.

    Этот фильм сам как рюмка водки залпом.

    7 из 10

    14 ноября 2013 | 03:53

    Такого культурного шока я давно не испытывала… Я, вообще-то, не любитель советских фильмов, но этот смело могу занести в список своих самых любимых фильмов. В совесткие времена этот фильм считался порнографией, но в наш век его таковым не назовёшь. Эта психологическая драма вызвала у меня щемящее чувство ностальгии, захотелось снова стать маленькой и жить в Советском союзе.

    Немного разочаровал конец фильма. Его и концом-то не назовёшь. Как говорится, придумайте сами.

    Оценка 10/10

    30 января 2006 | 14:46

    Сотни фильмов оказывали на меня моральное воздействие разной степени концентрации, но лишь одна картина попробовала изменить физически. Когда водоворот выходящих из провинциального, но гордого кинотеатра «Смена», смешался с толпой жаждущих вот-вот увидеть это самое размером три на четыре метра, меня самым натуральным образом сплющило так, что выдох задержался в районе диафрагмы, а желание приобщиться к великому было враз смыто панической волной жажды жизни. На этой волне и внесло в зал.

    Ну, естественно, в тот раз нас надурили. Из двух с половиной сцен показали половину, сегодняшние недоросли на ту клубничку сейчас бы и взгляда не кинули, на телеканалах в детское время уже давно показывают поглубже и пожестче. Но и тех мгновений хватило на разбор полетов назавтра. Внеплановый классный час по факту резкой деградации поколений, недоумевающая речь воспитателя душ, оскорбленной недостойным стадным выплеском вспоминается (фрагментами) и через четверть века.

    А, между тем, «Маленькая Вера» оказалась не шлюзовыми ворота чернухи и бытовухи, полившихся на протяжении доброго десятка лет, а вполне обычным советским реалистическим кино. Таким же, как «Родня» или «Белые Росы». Вот только вектор у него был необычный, без светлого будущего. Зритель вдруг увидел свою жизнь без романтического флера. И, конечно, многим было трудно согласиться, что их идеалы оказались такими маленькими.

    Но на гнетущие заводские трубы или облезлые студенческие стены, украшенные пустыми сигаретными пачками, обращаешь внимание потом. Вначале перед нами встают герои. Заглавный персонаж Натальи Негоды ничего не желает из предложенного общественностью набора. Ни учиться, ни работать, ни вить семейное гнездышко. Вовсе не потому, что она шалава, какой кажется окружающим. Такой её выпустил в жизнь индустриальный социализм, ограниченной, но чувствующей фальшь происходящего. Студент Андрея Соколова — герой другого толка. Обаятельный, толковый парень окунается в бесхитростную суету спящего городишки, где молодежи, кроме толковищ на дискотеках и податься некуда. Сергей — лентяй, и поэтому мерное покачивание поверхности житейского болота начинает обволакивать и его, засасывая в никуда.

    Семья Маленькой Веры — наглядный срез не только перестроечной, но современной ячейки общества. Рутина выжгла чувства, стерла цели и ориентиры. Отец (Юрий Назаров) давно стал винтиком, не знающим, для чего он выточен. «КамАЗ», самогонка, ты меня уважаешь — по похожим схемам живёт большинство российских мужиков за сорок, ничего не ждущих и ничего не желающих. Ещё более типична мать (Людмила Зайцева) — механизм отработал заданную программу, всё как у людей, пошла закатывать арбузы. Даже вышедший в люди брат Виктор (Александр Негреба) — он «тоже вышел родом из народа», его тонкий лоск столичного человека мгновенно сереет под свинцовыми тучами беспросветности. Но ему хоть есть куда убежать.

    А жителям глубинки, где живу и я, убежать некуда. Советское мещанство, достигшее апогея в восьмидесятых, никуда не делось и сейчас. Оно плесневеет в панельных стенах хрущевок, оно проявляется в инертности молодежи, всё так же считающих убогую дискотеку достойным времяпровождением. Не потому, что люди — какие-то деградировавшие. Просто у них — маленькие желания, маленькая цель. И вера тоже маленькая.

    24 апреля 2012 | 12:37

    Беспробудный, безнадёжный, удручающий, депрессивный совковый фильм. Кино ни о чем, скучное, серое, тупое, ужасно затянутое. Ни одного интересного персонажа, ни одного яркого характера. Люди какие-то искусственные, с неестественным поведением и неясными взглядами на жизнь, люди-роботы, живущие в тумане.

    Мать-эгоистка, отец-алкаш, дочка-шалава, просто калейдоскоп огней. И всё «как бы» о «реальной действительности», вроде, поглядите-ка, вот он, СССР, весь гнилой! Чёрта с два! Деграданты такие найдутся в каждой стране и при любом политическом строе. во все времена были такие «герои» — серые и убогие.

    Можно, конечно, смотреть российские фильмы, нужно и необходимо смотреть старые советские, но отечественные фильмы конца восьмидесятых — это просто беда.

    80 минут повествования — максимум для такого «шедевра», но здесь размазано более чем на два часа. Зачем?

    2 из 10

    20 июня 2009 | 00:31

    Это последний советский фильм, собравший в отечественном прокате более пятидесяти миллионов зрителей и оказавшийся, своего рода, водоразделом между советским и новым российским кино. Самый громкий фильм «эпохи Перестройки и гласности» может считаться её манифестом, который не только никуда не зовет, но, наоборот, обнажает ужас трагического существования.

    Дебютирующий в большом кино 27-летний Василий Пичул снимал ленту на своей родине, в украинском городе Жданове, бывшем и будущем Мариуполе. Бытовая драма о «полусреднем» классе советского общества столь плотно соприкасается с социальной поверхностью, что кажется почти беспросветной чернухой. Но, вместе с тем, неожиданно набирает объём «языческой притчи», где накал атеистических страстей встаёт вровень с творениями Шекспира.

    Мучительное стремление Веры избавиться от родовой привязанности к царству кастрюль и трёхлитровых банок (настоящим несчастьем для Вериной мамы становится отказ детей кушать приготовленные угощения) и невозможность эту привязанность преодолеть приводит к юношескому экстремизму и лихорадочному бегству от реальности в красивую любовь. На советского зрителя, долгие десятилетия убаюкиваемого розово-стерильным псевдореализмом, обрушилось вдруг нечто правдивое и одновременно пугающее — и эротикой, и неподдельной болью. Прозрачная метафора проглядывает уже в названии: Вера здесь не только имя, но и то чувство, что ещё теплится в героях, в их, построенном на рефлексах, почти животном образе жизни.

    В то время как старшее поколение — недалёкое, пьющее, злое — думает только о добыче хлеба насущного, младшее ищет спасения в любовном томлении и чувственных наслаждениях. Первая «совсем откровенная» эротическая сцена в советском кино сразу заставила прикусить языки тех, кто уверял всех, что «секса у нас нет». До сих пор вспоминаются те гигантские очереди, что выстраивались на первое «клубничное кино» made in USSR. Весь зал замирал, как по команде, затаив дыхание в сцене, где Вера топлес покачивалась на любовнике в позе наездницы. Пятьдесят с лишним миллионов зрителей — это не шутка. Это каждый пятый житель СССР.

    Скорбная чувственность молодого режиссёра была преумножена не просто точными, но для большинства исполнителей лучшими в их послужных списках актёрскими работами, с которыми после выхода фильма стали ассоциироваться их имена. Интересный и печальный факт: никто из нового поколения актёров, открытых Пичулом, не смог в дальнейшем реализоваться столь же эффективно и эффектно. Ни Наталья Негода, ставшая жертвой своего образа, ни Андрей Соколов, хоть и сыгравший затем множество других ролей, но всё каких-то необязательных, ни острохарактерная Александра Табакова, блеснувшая тут в роли подружки, ни Александр Алексеев-Негреба, сгинувший непонятно куда.

    Не выглядит особо успешной и творческая судьба самого режиссёра. После триумфального дебюта он, по большому счёту, так и не нашёл себя в игровом кино, а затем и вовсе перешёл на телевидение. Там занялся серийным производством «Кукол», «Старых песен о главном», клиповой подёнщиной, а в последующие годы начал заниматься ещё и неигровой публицистикой, выпустив несколько документальных фильмов о советских вождях — Сталине и иже с ним.

    Казалось бы, «Маленькая Вера», которую в 1988-м «категорически боялись» выпускать на экраны, уже тогда окончательно попрощалась с постылым социализмом и вроде как сулила в самой близкой перспективе что-то абсолютно светлое и счастливое. Но всё, что пришло следом, оказалось не меньшей катастрофой, нежели то, что случилась с главной героиней. Вот почему сегодня этот фильм вызывает (по крайней мере, у тех, кто впервые увидел его в год выпуска) болезненное чувство ностальгии — как старая песня о так и не случившемся главном.

    1 марта 2014 | 20:19

    «Мы ждем перемен…», — пели в восьмидесятых годах прошлого столетия. И дуновение этого «ветра перемен» принесло в наш «совковый» мир видеотеки, где можно было посмотреть эротическое кино Запада, спектакли известных театров, куда включались матерные реплики, журналы и газеты, пестревшие обнаженными женскими прелестями.

    И, вот, наконец, свершилось и в кино. В 1988 году выходит фильм «Маленькая Вера», где правдиво показан дух бессмысленного бытия, культурный вакуум некоторых обитателей провинциального городка. Где в девчонке Вере, только что окончившей школу, возрождается бунт против системы взрослых.

    Ей безумно хочется перемен, вырваться из скучного, неприглядного мира, хочется чего-то необыкновенного, что изменило бы проходящие по инерции годы. Но все ее действия сводятся не к моральному и духовному возвышению над тем окружением, в котором ей довелось родиться и жить. Маленькой и единственной победой Веры над обстоятельствами явилась лишь любовная связь с парнем, олицетворявшим собою другой мир, другую социальную среду, так не похожую на ту, в которой жила она. И чем Вера, выросшая в обыденной повседневности рабочей окраины, могла заинтересовать его? Молодость, чувственность, раскрепощение в сексуальных утехах — вот тот первозданный, вечный арсенал средств, благодаря коим маленькая Вера сумела увлечь своего избранника.

    Фильм был отснят, но режиссеру, стремившемуся идти по пути новых веяний, не хватало «чего-то такого, что врезало бы по-настоящему». И самым логичным развитием отношений героев явилась придуманная им эротическая сцена — небольшой эпизод, где обнаженные актеры впервые в нашем кинематографе должны были сыграть акт плотской любви, задать фильму «сексуальный пульс». Эффект от включенной в картину сценки был настолько велик, что в своем желании «врезать» Пичул оказался более пятидесяти миллионов раз прав, — именно столько человек посмотрели этот фильм, последний кассовый фильм советской эпохи.

    Помимо этого, на фоне унылого пейзажа городской зоны раскрывается примитивная, обывательская жизнь, впервые показанная без украшательств, и трагедия маленькой Веры, которая не откажется от «темного царства» своих родителей и не ответит на сакраментальный вопрос своего возлюбленного: «А цель у тебя в жизни есть?».

    Кому-то «Маленькая Вера» могла показаться «проходным» и недолговечным фильмом, снискавшим только скандальную славу, наша современная зрительская аудитория убедительно доказывает, что эта история затрагивает людские души и сейчас. Молодежь, уже привыкшая к степени откровенности в нашем кино и на телевидении, больше обращает внимания на морально-нравственную несостоятельность героев фильма, порой находит аналогию в своих современниках. Вот и сейчас шествует по улицам городов и селений Маленькая Вера, оснащенная плеером и мобильником, держа в руках еще не потухшую сигарету, облаченная в супермодный «прикид». Пребывая в мире все тех же «маленьких мыслей маленького человека», и не в состоянии, как и тогда, ответить на вопрос о цели и смысле своей жизни.

    10 из 10

    31 октября 2011 | 12:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 1080 руб.
    DVD, 490 руб.
    подробнее

    Новости


    Выдающийся российский актер, на счету которого больше сотни ролей в кино, а также бесчисленное количество работ в озвучании, Александр Леньков ушел из жизни в возрасте 70 лет. В его фильмографии присутствуют такие картины, как «Ключи от неба», «Дайте жалобную книгу», «По секрету всему свету», «Маленькая Вера» и «Сибирский цирюльник». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Получается, «Жизнь Адель» как флешбэк к «Увертке». Но здесь мы показываем куда более глубокий образ. Адель и Эмма из разных социальных слоев. Эмма — из буржуазного, интеллектуального, Адель — обычная девочка с улицы. Меня больше интересовала тема случайности их встречи. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В прокат выходит «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, где одну из главных ролей исполнил Александр Збруев — артист, давно не баловавший нас своим появлением на большом экране. Пользуясь случаем, КиноПоиск решил рассказать о других актерах с характером, чьи недавние примеры говорят о том, что вернуться в зону зрительского внимания никогда не поздно. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 9-11 сентября
    Правительство не обсудило с кинематографистами условия выплаты гонораров (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Идеальный голос 2Pitch Perfect 269 216 890
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road45 428 128
    3.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron38 859 900
    4.Красотки в бегахHot Pursuit5 722 488
    5.Форсаж 7Furious Seven3 648 980
    15.05 — 17.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road276 554 999
    2.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron40 328 317
    3.Одной левой35 313 855
    4.А зори здесь тихие...14 113 092
    5.Мисс ПереполохShe's Funny That Way10 580 193
    14.05 — 17.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 564 656187 649
    Деньги429 331 800 руб.79 708 042
    Цена билета274,39 руб.20,49
    14.05 — 17.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.Счастливое число СлевинаLucky Number Slevin8.281
    96.Мальчик в полосатой пижамеThe Boy in the Striped Pyjamas8.277
    97.Они сражались за Родину8.276
    98.…А в душе я танцуюInside I'm Dancing8.269
    99.Баллада о солдате8.262
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Шпионский мостBridge of Spies95.60%
    7.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.35%
    8.Багровый пикCrimson Peak95.18%
    9.Вне себяSelf/less95.02%
    10.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur94.99%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мистер СудьбаMr. Destiny13
    Волк с Уолл-стритThe Wolf of Wall Street429
    Век АдалинThe Age of Adaline4
    Из машиныEx Machina44
    Свой среди чужих, чужой среди своих43
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.511
    Земля будущегоTomorrowland6.520
    Однажды6.795
    Век АдалинThe Age of Adaline7.640
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.672
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры