всё о любом фильме:

Ностальгия

Nostalghia
год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАндрей Тарковский, Тонино Гуэрра
директор фильмаФранко Казати, Даниэль Тоскан дю Плантье, Маноло Болоньини, ...
операторДжузеппе Ланчи
композитор-
художникАндреа Кризанти, Лина Нерли Тавиани, Мауро Пасси
монтажЕрминия Марани, Амедео Сальфа
жанр драма, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время125 мин. / 02:05
Номинации (1):
Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта — это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского.

Вскоре Горчаков начинает осознавать, что история музыканта — это отчасти и его собственная история: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться домой уже не может. Героем овладевает тягостное оцепенение, тоска по родине переходит в болезнь…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
82%
14 + 3 = 17
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Для создания подходящего образа Тарковский увез Янковского в Италию и оставил его одного в одном из отелей на несколько дней.
    Трейлер 01:17

    файл добавилalechorseman

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1240 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Позавчера я, наконец, посмотрел фильм Андрея Арсеньевича Тарковского «Ностальгия». Я его смотрел один раз вполглаза, и потом год у меня не доходили до него руки. И, наконец, позавчера я серьезно посмотрел его.

    Сюжет фильма таков: советский писатель вместе с переводчицей путешествует по Северной Италии, собирая материал про композитора Павла Сосновского, который учился в Болонской консерватории, но когда вернулся в Россию не смог выкупить себя у барина и покончил жизнь самоубийством. В развалинах санатория с термальным источником он встречает итальянского профессора Доминико, который семь лет назад запер себя и семью в стенах этого санатория в ожидании конца света. Он верит, что если перейти бассейн с термальной водой, держа в руках зажженную свечу, это спасет мир от конца света.

    Это один из двух фильмов «западного» периода Андрея Тарковского. Поясню, в 1980 году Тарковский получает приглашение снять художественный фильм на Западе и едет в Италию и совместно с Тонино Гуэрра пишет сценарий к этому фильму.

    Этот фильм очень явно показывает душевное состояние художника (режиссера). И в первую очередь это видно по цветовой гамме фильма — приглушенные тона идут весь фильм. Конечно, нужно отметить отдельно работу оператора Джузеппе Ланчи, который смог превратить каждый кадр в маленький шедевр, в застывшую картину какого-нибудь великого художника.

    Еще состояние Тарковского выражается в фигуре Андрей Сосновского, крепостного композитора о котором главный герой собирает материал. Это выражается в одном из его писем: «Вчера мне приснился сон, про то, как я даю пьесу в имении моего барина и я сам принимаю в ней участие, я играю одну из статуй. Я все время должен быть неподвижен, иначе мой барин меня выпорет. Я уже не могу стоять неподвижно, но я все равно стою. Я проснулся и понял, что это правда, моей горькой жизни. Я мог бы не вернуться в Россию, но только одна мысль убивает меня, то, что я больше не увижу родных сосен в имении, так что я вернусь и это правда моей горькой жизни».

    То есть режиссер в какой-то степени ставит себя на место Сосновского, только в этот раз в роли барина — Советская власть, но, несмотря на это Тарковский безмерно любит Россию и он целиком принадлежит ей. И хоть даже Тарковский остается на Западе, но это было очень сложное и тяжелое для него решение. Так что главный герой фильма — это фактически сам режиссер, его мысли и терзания, только переданные актером. И за это отдельная благодарность Олегу Янковскому, который смог в точности передать все. Режиссер говорит о себе через уста переводчицы: «Вы все много говорите о свободе, но если вам дать эту свободу вы не будете знать, что с ней делать».

    И что больше всего поражает в этом фильме — его пустота. Пустые руины храмы, пустые улицы Рима. Даже когда показана панорама людей на ступеньках, они выглядят как манекены. То есть сам Тарковский внутренне опустошен, тем, что он больше никогда не увидит Россию.

    Я не буду ставить оценку этому фильму, потому что он не оценивается стандартно, вы должны сами его посмотреть и найти в нем что-то свое, я только попытался истолковать его по-своему.

    16 января 2008 | 22:20

    «Ностальгия» — предпоследний художественный фильм величайшего мастера русского кинематографа Андрея Тарковского, снятый в 1983 году и получивший награду за лучшую режиссерскую работу на Каннском фестивале того года, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. Нужно сказать, настоящий шедевр, над сценарием которого Тарковский работал совместно с Тонино Гуэрра, выдающимся итальянским писателем, поэтом и сценаристом. Олегу Янковскому досталась главная роль, ставшая впоследствии одной из самых значительных в его жизни. Интересно, что перед съемками фильма для создания подходящего образа режиссер увез актера в Италию и оставил одного на несколько дней в одном из отелей.

    Фильм рассказывает нам гораздо больше, чем просто историю русского писателя Андрея Горчакова, приехавшего в Италию вместе с рыжеволосой переводчицей Эудженией для изучения биографии русского композитора 18 века Павла Сосновского. Раскрывает зрителю гораздо больше, чем простую неслучайность встречи Андрея и безумного профессора математики Доменико, в котором он находит отражение себя, ровно, как и в изучаемом композиторе. Эта кинокартина в ностальгической форме шаг за шагом несет нам видение душевной усталости, непонимания, безумия, отстраненности от всех, рассказывает о молитве и материнстве, о взаимопроникновении культур, о том, что искусство непереводимо, о вере и любви, о невыраженных чувствах. Фильм говорит о стремлении к спасению, истине, свободе, единству, о выборе верного жизненного пути и о тоске по родному дому…

    «Ностальгия» дышит образами и скрытыми смыслами. В том и сложность всех фильмов Тарковского, что он насыщает их философией и своим представлением жизни, тонко и неуловимо связывает между собой все самые мельчайшие детали, создавая огромную и прекрасную паутину мысли, окрашивая ее соответствующими цветами и пейзажами, которые всегда отражают и глубже раскрывают состояние души героя. Завораживающая музыка Бетховена, Верди и Березовского дополняет картину эмоционально и вызывает подобающий отклик у зрителя по мере его открытости фильму. Русский народный напев в начале и конце фильма создает ощущение закольцовывания. Звуки музыки в картинах Тарковского достаточно редки и от этого усиливают впечатляемость тех кадров, где идет поток зрительных образов.

    Прекрасная операторская работа над картиной: постоянные сумерки, мистическая игра света и тени, много воды, то ли дым, то ли туман — все выдержано в духе ностальгии. Если бы не цветовые границы, намеченные мастером, и замедленность действий, невозможно было бы различить сон и воспоминание от яви.

    Каждый кадр будто замирает и принимает фотографический образ, другими словами, фильм можно разрезать но множество готовых снимков — еще одна отличительная особенность произведений Андрея Тарковского.

    В картине «говорит» абсолютно все, даже тишина имеет свой голос, рассказывающий зрителю о тяжелом психологическом состоянии главного героя. Роль самих диалогов в фильме не превышает роли изображения, которое так же имеет свою повествовательную функцию. Мы погружаемся в личный мир Горчакова, смотрим и слышим все происходящее так, как чувствует это он.

    Очень многозначительна и глубокомысленна фраза Доменико, которую он говорит Андрею в своем доме: «одна капля, потом еще одна образуют одну большую каплю, не две…» В ней весь смысл его призыва к единству народа, «так называемых больных» и «так называемых здоровых», в ней смысл слов Горчакова о том, что надо разрушить государственные границы, чтобы людям узнать друг друга. Эта сумма пронизывает весь фильм и связана с последними строками звучащего стихотворения Арсения Тарковского: «И под сенью случайного крова

    Загореться посмертно, как слово».

    Сосновский, со своей судьбой, так похожей на судьбу Горчакова, и Доменико со своими истинами — это те «свечи», которые посмертно «загораются» в Андрее, которые составляют в нем эту одну большую каплю, каплю отделенную и тоскующую по своему дому. А «сень случайного крова» — это та самая Италия, которая стала для русского писателя тюрьмой, но именно в ней он осознал свой верный путь и каково его подлинное лицо, в которое он всматривался на протяжении всего фильма.

    Неясно, казалось бы, только присутствие Эуджении, которая не дополняет суммы, а наоборот противопоставлена ей. Женщина собой создает контрастность образов и состояний (живая, разговорчивая и эмоциональная, тогда как Андрей замкнут, сдержан и молчалив), контрастность наций (Италия и Россия) и олицетворяет выбор ошибочного жизненного пути, о котором ведет речь Доменико на площади в Риме. Вся ее поездка не приводит к ожидаемым результатам, она ищет счастья там, где его нет, и уезжает в Рим к человеку, который, в общем-то, тоже равнодушен к ней. На протяжении всего фильма ей так и не дано понять той печали и груза тех мыслей, которыми томим писатель.

    Хочется заметить, что в период создания «Ностальгии» Андрей Тарковский сам находился в состоянии «удушающе-безысходной тоски, заполняющей экранное пространство этого фильма». Он посвятил его памяти своей матери, которой ему очень не хватало в последние годы жизни. Отходя в сторону, можно так же заметить, что все фильмы Тарковского пронизаны его отношениями с семьей, его мыслями и чувствами по отношению к родным.

    Сам режиссер о своей работе говорил так: «Я хотел рассказать о русской форме ностальгии — о том типичном для нашей нации состоянии души, которое охватывает нас, русских, когда мы находимся вдали от родины. В этом я видел — если хотите — свой патриотический долг, так, как я его сам ощущаю и понимаю. Я хотел рассказать о похожей на судьбу связи русских со своими национальными корнями, со своим прошлым и своей культурой, своей землей, друзьями и родными, о той глубинной связи, от которой они не могут отрешиться всю свою жизнь — куда бы ни забросила их судьба…»

    «Ностальгию» можно считать настоящим достоянием отечественного кинематографа, на котором будет учиться еще не одно поколение. Зрителей же картина способна закинуть на невероятную глубину собственных переживаний и помочь найти ответы на достаточно сложные философские вопросы.

    4 июля 2014 | 01:16

    Андрей покинул Москву и семью. Он путешествует по Италии и пишет книгу про русского композитора Сосновского. Тоска насколько сильна в Андрее, что в кармане его пальто всегда ключи от дома и он представляет, как вернется и наденет пиджак, который уже 3 года висит в шкафу. Сопровождающая его итальянка Юджения не понимает причины его тоски. А самым близким человеком становится душевнобольной Доминик. Андрей не считает его сумасшедшим, он считает, что у него вера, и что он близок к истине.

    Судьбы Андрея и Доминика как бы перекликаются. Доминик запер свою семью, чтобы не видеть конца света. Андрей корит себя за то, что оставил своих детей, за то, что годами не видит солнца — в момент этого монолога даже не понятно, кто именно из героев его произносит.

    Этот фильм Тарковского также очень интимен. В нем выражено его сожаление о том, что он покинул Россию, сожаление о разрыве с семьей, грусть о детстве, понимание невозможности возвращения (и в детство и на родину).

    Тарковский видит возможное решение — это единение с другими людьми (глобально), это способность видеть других людей. Финал тяжелый — хоральная симфония Бетховена так и не прозвучала (единения человечества не произошло), Андрей не может вернуться к тому моменту, когда вступил на ложный путь.

    9,5 из 10

    5 апреля 2016 | 20:29

    Я в детстве заболел
    От голода и страха.
    Корку с губ
    Сдеру — и губы облизну; запомнил
    Прохладный и солоноватый вкус.
    А все иду, а все иду, иду,
    Сижу на лестнице в парадном, греюсь,
    Иду себе в бреду, как под дуду…
    мать
    Над мостовой летит, рукою манит — 
    И улетела…
    (Арсений Тарковский)

    Андрей Арсеньевич и Тонино сделали великое кино, как и подобает великим творцам. Гроссмейстерская аудио-визуальная проработка каждой сцены уволокла меня столь далеко, что после того как фильм закончился, я еще минут десять сидел в оцепенении. Ну, в общем, как и всегда после фильмов Тарковского. Как-то даже мелочно называть его произведения фильмами. Это скорее исповеди.

    Спасительная горечь ностальгии здесь возведена в абсолют. Причем, в самом прямом смысле. Главный герой писатель Андрей Горчаков ищет сведения о музыканте Сосновском, прообразом которого является украинский композитор М. С. Березовский, спившийся и покончивший жизнь самоубийством в 32 года. Обычная для Тарковского тема поиска гармонии с собой здесь представлена как стремление к единству объекта и субъекта, к образу собаки. Все персонажи играют роль вспомогательных в раскрытии характера главного героя, вынужденного страдать по прошлому, что обусловлено его человеческой сущностью и невозможностью избавиться от всепобеждающего эго. Воздержусь от дальнейших интеллектуальных спекуляций, кто не понимает, все рано не поймет, а кто понимает и сам сложит свое мнение.

    Все что у нас есть в этой жизни — это воспоминания. Их сумбурный поток тянется с самого детства, подобно извилистому ручью, который омывает, порой не поддающиеся анализу, урывки давно минувших дней. Невыраженные чувства никогда не забываются. Фильмы Тарковского об этом. Они выворачивают душу наизнанку и выбивают оттуда всю грязь, как из мешка пылесоса. Фильмы Тарковского — это лекарство, горькая пилюля для больных людей, таких как мы с вами.

    «Пусть надежда — обман, но он дает возможность жить и любить прекрасное. Без надежды нет человека.» (Андрей Тарковский)

    21 июля 2012 | 15:13

    Мне довелось увидеть Италию почти такой, какой она показана в «Ностальгии», максимально приближенной к России по погоде со сплошными дождями, но как же она при это этом была все-таки не похожа ни на Россию, ни на Италию Тарковского. Как она была нацелена на радость, как искала ее и как торжествовала, когда находила. Мы с женой ехали в поезде в Феррару после недели жуткого и неожиданного циклона в мае. Город этот выбрали только потому, что во всей Италии в тот момент только там была нормальная погода. При первом луче солнца весь вагон поезда стал аплодировать и долго не мог остановиться.

    Тарковский же показал Италию своей души, Италию души вынужденного иммигранта, который едва ли не в первой реплике заявляет, что ему надоели местные красоты. Фильм о том, как разным культурам не дано понять друг друга. О том, как разным людям не дано понять друг друга. Единственная родственная душа, которую нашел главный герой в Италии — сумасшедший, который в финале сжигает себя. Он прошел мимо любви красивой женщины, потому что она никогда не поймет его тоску по нашей бедной природе, нашей неяркой жизни, нашей тоски по тоске, наконец. Все это показано в параллели с историей действительно существовавшего русского композитора XVIII века, который, не выдержав ностальгии, вернулся из Италии, где был обеспечен и свободен, в Россию, где снова стал крепостным, а потом спился и умер. Но для него этот катастрофический выбор был единственно возможным. Сам Тарковский сделал иной выбор, а результат был почти таким же. Оказывается, за границей русская тоска, оторванная от своих корней, убивает еще быстрее, чем дома.

    10 из 10

    17 ноября 2011 | 14:57

    «Ностальгия» — 5-й фильм Андрея Тарковского, который я посмотрел. Если бы была возможность распечатать каждый кадр, то это закончилось бы фото-выставкой. На коробке крупными буквами написано «тоска по родине», но я собрал из кусков этого «пазла» совсем другую картинку. Она тоже о тоске.

    В фильме время от времени появляются воспоминания главного героя о родном доме. В них природа, чистая и девственная, проскакивает среди сцен с угнетающей и поросшей мхом архитектурой. И эта самая природа, наверное, олицетворяет те истоки, к которым призывает нас вернуться один из героев фильма перед превращением в живой факел. Таким образом, слово «ностальгия» подразумевает под собой не только тоску по дому, но и тоску по «живым» людям, людям не обременённым предрассудками и надуманностями. Молитва, истерика, суждения людей о «психически больном» — всё это не случайно в фильме.

    Контрастность меняющихся сцен и тоска по дому являются декорациями, которые по духу сливаются с той другой ностальгией, являющейся, на мой взгляд, сюжетом «спектакля».

    10 из 10

    14 января 2010 | 00:17

    Каждый фильм Андрея Арсеньевича Тарковского — это не только прекрасная кинолента с глубоким смыслом и вторым дном, но и очень личное кино. Конечно, его картины можно смотреть в отрыве от биографии самого режиссера и получать от них удовольствие, но, зная, что происходило с самим Андреем Арсеньвичем во время съемок той или иной киноленты, гораздо сильнее проникаешься тем, что показывает автор. Так, «Ностальгия» была снята как раз в тот период, когда Тарковский покинул СССР и стал жить на чуждом ему Западе. В контексте его личных переживаний «Ностальгия» воспринимается несколько иначе, глубже и сильнее проникая в душу зрителя…

    Однако, самое парадоксальное заключается в том, что сюжет его предпоследнего фильма был написан до самой эмиграции, но в то время, когда вопрос о том, что Тарковский будет жить за границей, уже был решен. Фактически, Андрей Арсеньевич предчувствовал свою тоску по родине, но оставаться в СССР уже физически не мог…

    В самом же фильме рассказывается история писателя Андрея Горчакова (сыгранного великолепным Олегом Янковским), который в поисках следов своих предков отправляется за границу и оказывается в ситуации, когда вернуться домой просто невозможно. Он не понимает людей, живущих в Италии, не принимает их мировоззрения, а сам медленно не верно начинает сходить с ума от тоски. Он тоскует по родине, по людям, которые окружали его в детстве, по тому, что навсегда осталось в прошлом…

    В этом сюжете каждый зрителя найдет что-то свое. Открывать скрытые послания и тайный смысл происходящего — отдельное, мало с чем сравнимое удовольствие и Тарковский — один из немногих режиссеров вообще, который дарит нам такую возможность.

    Отдельно хочется отметить финальную сцену фильма. Она производит настолько сильное впечатление, насколько вообще может поразить кино как искусство. Даже сам Андрей Арсеньевич, уже зарекомендовавший себя гениальными «Зеркалом» и «Сталкером», не удивлял нас раньше так сильно, как в последние мгновения «Ностальгии».

    Лично я считаю Тарковского лучшим русским режиссером за всю историю. Каждый его фильм — это настоящий шедевр, бриллиант от мира кинематографа. Его предпоследняя кинолента, не смотря на то, что снималась в совершенно других условиях, не стала исключением и вновь поразила зрителей до глубины души. Конечно, не каждый в состоянии оценить творчество Андрея Арсеньевича, но ведь высокое искусство никогда не было массовым, не правда ли?

    9 из 10

    4 января 2016 | 12:35

    А все иду, а все иду, иду,
    Сижу на лестнице в парадном, греюсь,
    Иду себе в бреду, как под дуду…
    мать
    Над мостовой летит, рукою манит -
    И улетела…


    Арсений Тарковский.

    Андрея Тарковского очень люблю. Все фильмы его великолепны, невозможно создать что-то вроде градации. Но могу сказать, что некоторые чуть больше любимы, чем другие. «Ностальгия» — она из тех, которые чуть больше. Потому что её тоска воспринимается ближе и более лично.

    Я например из тех, кто покидая родину даже на малое время, начинает ощущать явную тягу вернуться; потому что родина — не просто герб, границы и власть, это в первую очередь родная земля, связанные с ней воспоминания, родные тебе люди. Тёплая нежность к знакомым улицам, звуку русской речи, деревьям и небу, которое дома совсем другого цвета и глубины, чем где-то в чужом «там». И пусть это чувство сообразно истории, рассказанной ностальгирующим Андреем Горчаковым, героем гениального Олега Янковского:

    «Есть такая история: один человек спасает другого из огромной глубокой лужи. Спасает с риском для собственной жизни. И вот они оба лежат у края этой лужи, тяжело дышат: устали. Наконец спасенный спрашивает: Ты что?! — Как что? Я тебя спас! — Дурак! Я там живу!… Я там живу… Обиделся.»


    Или одинаковое с чувствами имеющего реальный прототип композитора Сосновского, для книги о котором приехал собирать материалы Андрей Горчаков; эмигрировавшего за границу, но выбравшего возврат и долю крепостного, чем свободу в чужой, душащей его стране. Хотя вернувшись, он снова становится крепостным, спивается и умирает в 32 года.

    С первых кадров нас окутывает Италия, полная туманов, дождя и грусти. Над старыми термами стелется дымка; гостиничный номер огромен, холоден и неуютен; а достопримечательности не вызывают восторга, потому что томящемуся от странной тоски Горчакову «надоели все эти ваши красоты».

    Сопровождающая его в поездке роскошная рыжеволосая Евжения (Домициана Джордано), не может понять его, и не сможет — так же, как видя коленопреклонённых женщин, молящихся в храме о появлении ребёнка, она не чувствует веры, и потому не может понять и их.

    Вообще по фильм образ Евжении, несомненно очень красивой женщины, противопоставляется светлым воспоминаниям Горчакова о собственной жене. Темпераментную итальянку тянет к загадочному русскому писателю, но тот и не думает поддаваться соблазну, словно и не замечая его.

    «.. . Все эти знаменитые классические истории о любви. Никаких поцелуев, ничего, совсем ничего. Чистая любовь. Невыраженное. Вот почему эта любовь — великая. Невыраженные чувства никогда не забываются.»


    Но «Ностальгия» не просто фильм о тоске по Родине. Тарковский, как и все свои создания, наделил её множеством смыслом и линий. Ностальгия — ещё и тоска по человеку.

    Случайная встреча Андрея с Доменико, которого все считают за сумасшедшего, потому что тот не выпускал свою семью из дома на протяжении нескольких лет, чтобы оградить их от конца света; становится для обоих переломной. Русский писатель сразу чувствует духовное родство с итальянским сумасшедшим, чувствует что понимает того, понимает его невыраженную боль.

    «Никто не знает, что такое безумие. Они всем мешают, они неудобны. Мы не хотим их понять. Они чудовищно одиноки. Но я уверен — безумцы ближе нас к истине.»


    Доменико скуп на слова и объяснения, но его жилище ветхо, дождь капает с многочисленных дыр, а на стене крупно выведено 1+1=1. Доменико тоже тоскует, тоскует о человеке, о себе потерянном, о неумении слышать друг друга, о отчуждённости и холодности. В его уравнении так никогда и не будет верного ответа: невероятно мощная по воздействию сцена проповеди и самосожжения на площади доказывает это. Равнодушная толпа слушателей, замершая на подобии статуй, и оглушающий, дикий крик умирающего за них и ради них.

    «Что же это за мир, если сумасшедший кричит вам, что вы должны стыдится самих себя?!»


    Горчаков — ещё один «страдающий за других». Совсем не случайно в одном из снов, он проходит по пустой улице и видит в зеркале не своё отражение, а отражение Доменико. Он заражается идеей Доменико о том, что надо непременно пройти с горящей свечой через пустые термы, что это поможет, спасёт людей, и он идёт, одинокий, защищающий хрупкий огонёк, с нарастающей болью в груди, начиная снова и снова, пока донесённая наконец до противоположной стены свеча не становится причиной для неизбежного.

    Я свеча, я сгорел на пиру.
    Соберите мой воск поутру,
    И подскажет вам эта страница,
    Как вам плакать и чем вам гордиться,
    Как веселья последнюю треть
    Раздарить и легко умереть,
    И под сенью случайного крова
    Загореться посмертно, как слово.


    А там, где-то глубоко, в воспоминаниях, он сидит на траве рядом с верным псом, недалеко от деревянного сельского дома, дома в котором его жизнь и его семья, а вокруг вырастают помпезные, сводчатые каменные арки, оставляя уголок ностальгии нетронутым, незабытым и неизменным.

    10 из 10

    22 мая 2016 | 22:06

    Наверное, один из последних фильмов Тарковского, который я еще не смотрел. Но вот теперь пробел восполнен. Кто такой русский человек — об этом, наверное, фильм. Страдают ли ностальгией другие так, как страдают ей русские. Русский человек за границей — он туда рвется и не может там жить. Уж точно не может творить. Или думает, что не может.

    Очередной шедевр режиссера. Великолепная роль Янковского на фоне заграничных актеров. Янковский олицетворяет образ такого же обычного русского, страдающего ностальгией, как музыкант Сосновский, писатель Достоевский или сам Тарковский.
    Образ постоянно рефлектирующего и комплектующего русского.

    Это не «Брат 2» — там другие русские. Этот русский нам намного ближе. Русский, который увлекается мадоннами, не видит земных девушек и в мадонны если кого и выбирает, то точно не ту.

    Сцена со свечой в бассейне, сцена сожжения сумасшедшего на площади — это все шедевры. Но основная сцена — это сцена в воде, где герой с бутылкой водки говорит маленькой девочке о великой любви, хотя, конечно это мое личное мнение. Смотреть фильм обязательно, но сначала лучше посмотреть ранние работы режиссера. И все-таки думаю, что фильмы, снятые Тарковским в России намного лучшие, может быть и из-за актеров, а может и потому что гений не может творить не в России.

    Тем не менее

    10 из 10.

    9 мая 2008 | 17:53

    Ностальгия — это тоска по Родине или прошлому. Но какая именно тоска развивается у Горчакова во время всего сюжета?

    Познакомившись с Доменико, он всё глубже и глубже погружается в его сущность, в его идею спасения человечества от зла, в его веру в это; что и нагоняет на него ту самую неизвестную ностальгию по детству. Начав анализировать своё неясное притяжение к этому безумцу, который держал свою семью целых семь лет взаперти от «злого» мира, он словно пытается найти оправдание его словам и действиям, заявив, что только сумасшедшие знают истину и что мы, здоровые люди, должны к ним прислушаться. Мир Доменико — это детство Горчакова, из которого он вырос, потеряв веру. Тарковский будто проводит параллели между этими двумя героями, которые образуют единое целое. Доменико видит в Горчакове некий катализатор своей идеи, а Горчаков в Доменико- обретение самого себя, способ возвратиться к своим корням, где он верил. И даже не важно, во что. Главное — само чувство веры. То есть, только связав наше самое первое, детское ощущение действительности с настоящим, мы найдём своё Я и вновь научимся верить. «1+1=1»; эта надпись на стене дома безумца говорит нам о том, что всё в этой жизни- есть слагаемые только одной суммы- Бога. Что и приводит нас опять к той мысли, что и Доменико с Горчяковым — одно существо. Однако, героиню фильма личность сумасшедшего ни сколько не привлекает и веры в ней никакой нет. Чего не скажешь о её гордости, которая не позволила ей встать на колени в храме в начале фильма. Но и она у Тарковского не просто так. Он лишь хотел сказать ею обо всей абсурдности пропаганды того, во что человек верит. Другими словами: Бог должен быть в душе, а не на языке. Ведь писатель Горчаков не пытается как-то на неё повлиять, остановить её. Он просто предоставляет свою переводчицу самой себе.

    Фильм «Ностальгия» — это фильм не о тоске по Родине или по каким-то отдельным моментам прошлого, а о тоске по детству. Где все мы верили в мир без зла.

    10 из 10

    16 апреля 2012 | 17:53

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>