всё о любом фильме:

Ностальгия

Nostalghia
год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАндрей Тарковский, Тонино Гуэрра
директор фильмаФранко Казати, Даниэль Тоскан дю Плантье, Маноло Болоньини, ...
операторДжузеппе Ланчи
композитор-
художникАндреа Кризанти, Лина Нерли Тавиани, Мауро Пасси
монтажЕрминия Марани, Амедео Сальфа
жанр драма, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время125 мин. / 02:05
Номинации (1):
Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта — это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского.

Вскоре Горчаков начинает осознавать, что история музыканта — это отчасти и его собственная история: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться домой уже не может. Героем овладевает тягостное оцепенение, тоска по родине переходит в болезнь…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
82%
14 + 3 = 17
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Для создания подходящего образа Тарковский увез Янковского в Италию и оставил его одного в одном из отелей на несколько дней.
    Трейлер 01:17

    файл добавилalechorseman

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1242 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    А все иду, а все иду, иду,
    Сижу на лестнице в парадном, греюсь,
    Иду себе в бреду, как под дуду…
    мать
    Над мостовой летит, рукою манит -
    И улетела…


    Арсений Тарковский.

    Андрея Тарковского очень люблю. Все фильмы его великолепны, невозможно создать что-то вроде градации. Но могу сказать, что некоторые чуть больше любимы, чем другие. «Ностальгия» — она из тех, которые чуть больше. Потому что её тоска воспринимается ближе и более лично.

    Я например из тех, кто покидая родину даже на малое время, начинает ощущать явную тягу вернуться; потому что родина — не просто герб, границы и власть, это в первую очередь родная земля, связанные с ней воспоминания, родные тебе люди. Тёплая нежность к знакомым улицам, звуку русской речи, деревьям и небу, которое дома совсем другого цвета и глубины, чем где-то в чужом «там». И пусть это чувство сообразно истории, рассказанной ностальгирующим Андреем Горчаковым, героем гениального Олега Янковского:

    «Есть такая история: один человек спасает другого из огромной глубокой лужи. Спасает с риском для собственной жизни. И вот они оба лежат у края этой лужи, тяжело дышат: устали. Наконец спасенный спрашивает: Ты что?! — Как что? Я тебя спас! — Дурак! Я там живу!… Я там живу… Обиделся.»


    Или одинаковое с чувствами имеющего реальный прототип композитора Сосновского, для книги о котором приехал собирать материалы Андрей Горчаков; эмигрировавшего за границу, но выбравшего возврат и долю крепостного, чем свободу в чужой, душащей его стране. Хотя вернувшись, он снова становится крепостным, спивается и умирает в 32 года.

    С первых кадров нас окутывает Италия, полная туманов, дождя и грусти. Над старыми термами стелется дымка; гостиничный номер огромен, холоден и неуютен; а достопримечательности не вызывают восторга, потому что томящемуся от странной тоски Горчакову «надоели все эти ваши красоты».

    Сопровождающая его в поездке роскошная рыжеволосая Евжения (Домициана Джордано), не может понять его, и не сможет — так же, как видя коленопреклонённых женщин, молящихся в храме о появлении ребёнка, она не чувствует веры, и потому не может понять и их.

    Вообще по фильм образ Евжении, несомненно очень красивой женщины, противопоставляется светлым воспоминаниям Горчакова о собственной жене. Темпераментную итальянку тянет к загадочному русскому писателю, но тот и не думает поддаваться соблазну, словно и не замечая его.

    «.. . Все эти знаменитые классические истории о любви. Никаких поцелуев, ничего, совсем ничего. Чистая любовь. Невыраженное. Вот почему эта любовь — великая. Невыраженные чувства никогда не забываются.»


    Но «Ностальгия» не просто фильм о тоске по Родине. Тарковский, как и все свои создания, наделил её множеством смыслом и линий. Ностальгия — ещё и тоска по человеку.

    Случайная встреча Андрея с Доменико, которого все считают за сумасшедшего, потому что тот не выпускал свою семью из дома на протяжении нескольких лет, чтобы оградить их от конца света; становится для обоих переломной. Русский писатель сразу чувствует духовное родство с итальянским сумасшедшим, чувствует что понимает того, понимает его невыраженную боль.

    «Никто не знает, что такое безумие. Они всем мешают, они неудобны. Мы не хотим их понять. Они чудовищно одиноки. Но я уверен — безумцы ближе нас к истине.»


    Доменико скуп на слова и объяснения, но его жилище ветхо, дождь капает с многочисленных дыр, а на стене крупно выведено 1+1=1. Доменико тоже тоскует, тоскует о человеке, о себе потерянном, о неумении слышать друг друга, о отчуждённости и холодности. В его уравнении так никогда и не будет верного ответа: невероятно мощная по воздействию сцена проповеди и самосожжения на площади доказывает это. Равнодушная толпа слушателей, замершая на подобии статуй, и оглушающий, дикий крик умирающего за них и ради них.

    «Что же это за мир, если сумасшедший кричит вам, что вы должны стыдится самих себя?!»


    Горчаков — ещё один «страдающий за других». Совсем не случайно в одном из снов, он проходит по пустой улице и видит в зеркале не своё отражение, а отражение Доменико. Он заражается идеей Доменико о том, что надо непременно пройти с горящей свечой через пустые термы, что это поможет, спасёт людей, и он идёт, одинокий, защищающий хрупкий огонёк, с нарастающей болью в груди, начиная снова и снова, пока донесённая наконец до противоположной стены свеча не становится причиной для неизбежного.

    Я свеча, я сгорел на пиру.
    Соберите мой воск поутру,
    И подскажет вам эта страница,
    Как вам плакать и чем вам гордиться,
    Как веселья последнюю треть
    Раздарить и легко умереть,
    И под сенью случайного крова
    Загореться посмертно, как слово.


    А там, где-то глубоко, в воспоминаниях, он сидит на траве рядом с верным псом, недалеко от деревянного сельского дома, дома в котором его жизнь и его семья, а вокруг вырастают помпезные, сводчатые каменные арки, оставляя уголок ностальгии нетронутым, незабытым и неизменным.

    10 из 10

    22 мая 2016 | 22:06

    Я в детстве заболел
    От голода и страха.
    Корку с губ
    Сдеру — и губы облизну; запомнил
    Прохладный и солоноватый вкус.
    А все иду, а все иду, иду,
    Сижу на лестнице в парадном, греюсь,
    Иду себе в бреду, как под дуду…
    мать
    Над мостовой летит, рукою манит — 
    И улетела…
    (Арсений Тарковский)

    Андрей Арсеньевич и Тонино сделали великое кино, как и подобает великим творцам. Гроссмейстерская аудио-визуальная проработка каждой сцены уволокла меня столь далеко, что после того как фильм закончился, я еще минут десять сидел в оцепенении. Ну, в общем, как и всегда после фильмов Тарковского. Как-то даже мелочно называть его произведения фильмами. Это скорее исповеди.

    Спасительная горечь ностальгии здесь возведена в абсолют. Причем, в самом прямом смысле. Главный герой писатель Андрей Горчаков ищет сведения о музыканте Сосновском, прообразом которого является украинский композитор М. С. Березовский, спившийся и покончивший жизнь самоубийством в 32 года. Обычная для Тарковского тема поиска гармонии с собой здесь представлена как стремление к единству объекта и субъекта, к образу собаки. Все персонажи играют роль вспомогательных в раскрытии характера главного героя, вынужденного страдать по прошлому, что обусловлено его человеческой сущностью и невозможностью избавиться от всепобеждающего эго. Воздержусь от дальнейших интеллектуальных спекуляций, кто не понимает, все рано не поймет, а кто понимает и сам сложит свое мнение.

    Все что у нас есть в этой жизни — это воспоминания. Их сумбурный поток тянется с самого детства, подобно извилистому ручью, который омывает, порой не поддающиеся анализу, урывки давно минувших дней. Невыраженные чувства никогда не забываются. Фильмы Тарковского об этом. Они выворачивают душу наизнанку и выбивают оттуда всю грязь, как из мешка пылесоса. Фильмы Тарковского — это лекарство, горькая пилюля для больных людей, таких как мы с вами.

    «Пусть надежда — обман, но он дает возможность жить и любить прекрасное. Без надежды нет человека.» (Андрей Тарковский)

    21 июля 2012 | 15:13

    «Ностальгия» — предпоследний художественный фильм величайшего мастера русского кинематографа Андрея Тарковского, снятый в 1983 году и получивший награду за лучшую режиссерскую работу на Каннском фестивале того года, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. Нужно сказать, настоящий шедевр, над сценарием которого Тарковский работал совместно с Тонино Гуэрра, выдающимся итальянским писателем, поэтом и сценаристом. Олегу Янковскому досталась главная роль, ставшая впоследствии одной из самых значительных в его жизни. Интересно, что перед съемками фильма для создания подходящего образа режиссер увез актера в Италию и оставил одного на несколько дней в одном из отелей.

    Фильм рассказывает нам гораздо больше, чем просто историю русского писателя Андрея Горчакова, приехавшего в Италию вместе с рыжеволосой переводчицей Эудженией для изучения биографии русского композитора 18 века Павла Сосновского. Раскрывает зрителю гораздо больше, чем простую неслучайность встречи Андрея и безумного профессора математики Доменико, в котором он находит отражение себя, ровно, как и в изучаемом композиторе. Эта кинокартина в ностальгической форме шаг за шагом несет нам видение душевной усталости, непонимания, безумия, отстраненности от всех, рассказывает о молитве и материнстве, о взаимопроникновении культур, о том, что искусство непереводимо, о вере и любви, о невыраженных чувствах. Фильм говорит о стремлении к спасению, истине, свободе, единству, о выборе верного жизненного пути и о тоске по родному дому…

    «Ностальгия» дышит образами и скрытыми смыслами. В том и сложность всех фильмов Тарковского, что он насыщает их философией и своим представлением жизни, тонко и неуловимо связывает между собой все самые мельчайшие детали, создавая огромную и прекрасную паутину мысли, окрашивая ее соответствующими цветами и пейзажами, которые всегда отражают и глубже раскрывают состояние души героя. Завораживающая музыка Бетховена, Верди и Березовского дополняет картину эмоционально и вызывает подобающий отклик у зрителя по мере его открытости фильму. Русский народный напев в начале и конце фильма создает ощущение закольцовывания. Звуки музыки в картинах Тарковского достаточно редки и от этого усиливают впечатляемость тех кадров, где идет поток зрительных образов.

    Прекрасная операторская работа над картиной: постоянные сумерки, мистическая игра света и тени, много воды, то ли дым, то ли туман — все выдержано в духе ностальгии. Если бы не цветовые границы, намеченные мастером, и замедленность действий, невозможно было бы различить сон и воспоминание от яви.

    Каждый кадр будто замирает и принимает фотографический образ, другими словами, фильм можно разрезать но множество готовых снимков — еще одна отличительная особенность произведений Андрея Тарковского.

    В картине «говорит» абсолютно все, даже тишина имеет свой голос, рассказывающий зрителю о тяжелом психологическом состоянии главного героя. Роль самих диалогов в фильме не превышает роли изображения, которое так же имеет свою повествовательную функцию. Мы погружаемся в личный мир Горчакова, смотрим и слышим все происходящее так, как чувствует это он.

    Очень многозначительна и глубокомысленна фраза Доменико, которую он говорит Андрею в своем доме: «одна капля, потом еще одна образуют одну большую каплю, не две…» В ней весь смысл его призыва к единству народа, «так называемых больных» и «так называемых здоровых», в ней смысл слов Горчакова о том, что надо разрушить государственные границы, чтобы людям узнать друг друга. Эта сумма пронизывает весь фильм и связана с последними строками звучащего стихотворения Арсения Тарковского: «И под сенью случайного крова

    Загореться посмертно, как слово».

    Сосновский, со своей судьбой, так похожей на судьбу Горчакова, и Доменико со своими истинами — это те «свечи», которые посмертно «загораются» в Андрее, которые составляют в нем эту одну большую каплю, каплю отделенную и тоскующую по своему дому. А «сень случайного крова» — это та самая Италия, которая стала для русского писателя тюрьмой, но именно в ней он осознал свой верный путь и каково его подлинное лицо, в которое он всматривался на протяжении всего фильма.

    Неясно, казалось бы, только присутствие Эуджении, которая не дополняет суммы, а наоборот противопоставлена ей. Женщина собой создает контрастность образов и состояний (живая, разговорчивая и эмоциональная, тогда как Андрей замкнут, сдержан и молчалив), контрастность наций (Италия и Россия) и олицетворяет выбор ошибочного жизненного пути, о котором ведет речь Доменико на площади в Риме. Вся ее поездка не приводит к ожидаемым результатам, она ищет счастья там, где его нет, и уезжает в Рим к человеку, который, в общем-то, тоже равнодушен к ней. На протяжении всего фильма ей так и не дано понять той печали и груза тех мыслей, которыми томим писатель.

    Хочется заметить, что в период создания «Ностальгии» Андрей Тарковский сам находился в состоянии «удушающе-безысходной тоски, заполняющей экранное пространство этого фильма». Он посвятил его памяти своей матери, которой ему очень не хватало в последние годы жизни. Отходя в сторону, можно так же заметить, что все фильмы Тарковского пронизаны его отношениями с семьей, его мыслями и чувствами по отношению к родным.

    Сам режиссер о своей работе говорил так: «Я хотел рассказать о русской форме ностальгии — о том типичном для нашей нации состоянии души, которое охватывает нас, русских, когда мы находимся вдали от родины. В этом я видел — если хотите — свой патриотический долг, так, как я его сам ощущаю и понимаю. Я хотел рассказать о похожей на судьбу связи русских со своими национальными корнями, со своим прошлым и своей культурой, своей землей, друзьями и родными, о той глубинной связи, от которой они не могут отрешиться всю свою жизнь — куда бы ни забросила их судьба…»

    «Ностальгию» можно считать настоящим достоянием отечественного кинематографа, на котором будет учиться еще не одно поколение. Зрителей же картина способна закинуть на невероятную глубину собственных переживаний и помочь найти ответы на достаточно сложные философские вопросы.

    4 июля 2014 | 01:16

    Фильм «Ностальгия», относится к позднему периоду творчества А. Тарковского. В нем отражены, как мне кажется личные переживания Тарковского о родине, которую он вынужденно покинул. Фильм конечно этот не для многочисленной аудитории, но тем не менее несомненно в нем чувствуется глубокий смысл созданный автором, который как бы сливается с многочисленными иррационалистическими образами, такими как 1+1=1 в пустом бараке, символы в воде и сама вода, к которой так неравнодушен Тарковский. Суть же этого фильма состоит в том, что человек неразлучен со своей родиной и она является часть его, а он частью своей родине. А. Горчаков не нашел себя на чужбине, душа его осталась в России и не смогла пережить разрыв с ней. Италия оказалась для него пустым и вместе с тем разрушенным храмом, не принимающим его душу. Но впрочем, что размышлять Тарковский есть Тарковский!

    29 августа 2010 | 16:52

    Мне довелось увидеть Италию почти такой, какой она показана в «Ностальгии», максимально приближенной к России по погоде со сплошными дождями, но как же она при это этом была все-таки не похожа ни на Россию, ни на Италию Тарковского. Как она была нацелена на радость, как искала ее и как торжествовала, когда находила. Мы с женой ехали в поезде в Феррару после недели жуткого и неожиданного циклона в мае. Город этот выбрали только потому, что во всей Италии в тот момент только там была нормальная погода. При первом луче солнца весь вагон поезда стал аплодировать и долго не мог остановиться.

    Тарковский же показал Италию своей души, Италию души вынужденного иммигранта, который едва ли не в первой реплике заявляет, что ему надоели местные красоты. Фильм о том, как разным культурам не дано понять друг друга. О том, как разным людям не дано понять друг друга. Единственная родственная душа, которую нашел главный герой в Италии — сумасшедший, который в финале сжигает себя. Он прошел мимо любви красивой женщины, потому что она никогда не поймет его тоску по нашей бедной природе, нашей неяркой жизни, нашей тоски по тоске, наконец. Все это показано в параллели с историей действительно существовавшего русского композитора XVIII века, который, не выдержав ностальгии, вернулся из Италии, где был обеспечен и свободен, в Россию, где снова стал крепостным, а потом спился и умер. Но для него этот катастрофический выбор был единственно возможным. Сам Тарковский сделал иной выбор, а результат был почти таким же. Оказывается, за границей русская тоска, оторванная от своих корней, убивает еще быстрее, чем дома.

    10 из 10

    17 ноября 2011 | 14:57

    Наверное, один из последних фильмов Тарковского, который я еще не смотрел. Но вот теперь пробел восполнен. Кто такой русский человек — об этом, наверное, фильм. Страдают ли ностальгией другие так, как страдают ей русские. Русский человек за границей — он туда рвется и не может там жить. Уж точно не может творить. Или думает, что не может.

    Очередной шедевр режиссера. Великолепная роль Янковского на фоне заграничных актеров. Янковский олицетворяет образ такого же обычного русского, страдающего ностальгией, как музыкант Сосновский, писатель Достоевский или сам Тарковский.
    Образ постоянно рефлектирующего и комплектующего русского.

    Это не «Брат 2» — там другие русские. Этот русский нам намного ближе. Русский, который увлекается мадоннами, не видит земных девушек и в мадонны если кого и выбирает, то точно не ту.

    Сцена со свечой в бассейне, сцена сожжения сумасшедшего на площади — это все шедевры. Но основная сцена — это сцена в воде, где герой с бутылкой водки говорит маленькой девочке о великой любви, хотя, конечно это мое личное мнение. Смотреть фильм обязательно, но сначала лучше посмотреть ранние работы режиссера. И все-таки думаю, что фильмы, снятые Тарковским в России намного лучшие, может быть и из-за актеров, а может и потому что гений не может творить не в России.

    Тем не менее

    10 из 10.

    9 мая 2008 | 17:53

    Ностальгия — это тоска по Родине или прошлому. Но какая именно тоска развивается у Горчакова во время всего сюжета?

    Познакомившись с Доменико, он всё глубже и глубже погружается в его сущность, в его идею спасения человечества от зла, в его веру в это; что и нагоняет на него ту самую неизвестную ностальгию по детству. Начав анализировать своё неясное притяжение к этому безумцу, который держал свою семью целых семь лет взаперти от «злого» мира, он словно пытается найти оправдание его словам и действиям, заявив, что только сумасшедшие знают истину и что мы, здоровые люди, должны к ним прислушаться. Мир Доменико — это детство Горчакова, из которого он вырос, потеряв веру. Тарковский будто проводит параллели между этими двумя героями, которые образуют единое целое. Доменико видит в Горчакове некий катализатор своей идеи, а Горчаков в Доменико- обретение самого себя, способ возвратиться к своим корням, где он верил. И даже не важно, во что. Главное — само чувство веры. То есть, только связав наше самое первое, детское ощущение действительности с настоящим, мы найдём своё Я и вновь научимся верить. «1+1=1»; эта надпись на стене дома безумца говорит нам о том, что всё в этой жизни- есть слагаемые только одной суммы- Бога. Что и приводит нас опять к той мысли, что и Доменико с Горчяковым — одно существо. Однако, героиню фильма личность сумасшедшего ни сколько не привлекает и веры в ней никакой нет. Чего не скажешь о её гордости, которая не позволила ей встать на колени в храме в начале фильма. Но и она у Тарковского не просто так. Он лишь хотел сказать ею обо всей абсурдности пропаганды того, во что человек верит. Другими словами: Бог должен быть в душе, а не на языке. Ведь писатель Горчаков не пытается как-то на неё повлиять, остановить её. Он просто предоставляет свою переводчицу самой себе.

    Фильм «Ностальгия» — это фильм не о тоске по Родине или по каким-то отдельным моментам прошлого, а о тоске по детству. Где все мы верили в мир без зла.

    10 из 10

    16 апреля 2012 | 17:53

    Потрясающий фильм. Начну с того, о чем уже многие сказали. 1+1=1. Да, именно так. Человечество разобщено, люди друг другу стали врагами, а если и не врагами, то не друзьями точно. Везде вроде бы одни и те же люди, с одинаковыми потребностями. Но все-таки не те. Каждый оказывается предоставленным самому себе, а никакой близости между людьми нет. Если и есть эта близость, то, скорее всего, наигранная, без искренних чувств.

    Тарковский не только скучает по Родине, ностальгирует, он показывает насколько мы отдалились друг от друга в погоне за чем-то эфемерным. Главный герой в исполнении гениального Олега Янковского страдает. Он страдает от того, что вынужден находиться вне России, в этом ужасном отеле, с ужасной Эудженией, которая его нисколько не понимает и мысли которой зашорены пошлостью. Он страдает от того, что вместе с Родиной отчасти потерял и себя. Жене он звонить не хочет, лишь вспоминает ее во сне. Его судьба удивительным образом переплетается с историей композитора Сосновского, с историей сумасшедшего Доменико и, конечно же, с историей Андрей Арсеньевича Тарковского. Доменико не кажется Горчакову психом, как всем остальным. Он буквально с первого же взгляда замечает в нем своей брата по духу. Доменико хочет спасти мир, хочет помочь людям. О том же мечтает и Горчаков. 1+1 не равно 2, но больше одного. Люди должны объединиться, должны начать жить по-другому. Нужно стереть границы.

    Финальный монолог Доменико — восхитителен. Как и вообще концовка. Высохший бассейн, Горчаков пытающийся пройти со свечой. Его сердце недостаточно чисто, в нем происходит процесс обретения веры, которую он было потерял. Доменико и Горчаков действуют вместе, объединившись, как единое целое. Это люди, страдающие за других людей. Они готовы пострадать до самоотречения. Они готовы к добровольному самопожертвованию. Только такие люди могут изменить наш мир и их поступки — это призыв остальным людям. Чтобы мы задумались о своей жизни, о своих поступках, о том, что мы делаем и что мы готовы сделать.

    Фильм очень сложный, философский, христианский. Тут затрагиваются вопросы веры, вопросы нравственности, зла и добра, подвига. И все это на фоне безумной тоски по Родной стране. Этот фильм изменил меня, безусловно, это один из моих любимых фильмов, великий киношедевр.

    Отдельных слов заслуживает операторская работа. Очень долгие, продолжительные кадры, прекрасная передача внутренних терзаний, переживаний героев. Уже привычные для Тарковского сцены с водой, дождем, пролитое молоко. Этот фильм нужно смотреть, у каждого он вызовет свои мысли, свои чувства и ощущения. Всего не высказать, говоря о «Ностальгии».

    Браво, Андрей Тарковский!

    10 из 10

    8 февраля 2016 | 14:39

    «Мог ли я предположить, снимая «Ностальгию»,
    что состояние удушающе-безысходной тоски, заполняющей
    экранное пространство этого фильма, станет уделом всей
    моей жизни?» А. Тарковский. «Запечатленное время».

    Его фильмы смотреть нелегко. Они тяжелы для восприятия. Но по мере того, как замысел режиссера раскрывается, если чувства усваивают образность картины, то в душе появляется особое ощущение: я вижу то, что видно на экране, я переживаю это. Предназначение искусства, по Тарковскому, в том, чтобы заставить человека задуматься о смысле жизни или хотя бы поставить перед ним такой вопрос. Почти все его картины полны безысходности, грустью. В том числе и Ностальгия.

    В 1982 г. Андрей Арсеньевич покинул Россию, чтобы работать с Тонино Гуэрра над фильмом для итальянского телевидения. Так получилось, что фильм этот отразил судьбу режиссера: он уже никогда не вернется на родину, вынужденный терзаться мучениями и тоской. Годом позже фильм был снят и представлен на Каннском кинофестивале. Золотую ветвь не получил. Это было самое тяжелое время в его и так непростой жизни…

    Андрея Горчакова, главного героя фильма, сыграл Олег Янковский. Такого Янковского не было еще ни до, ни после. Вообще это единственная в своем роде картина со своим неповторимым пространством образов. Впрочем, о скольки фильмах можно сказать тоже самое? Повторюсь, этот — особенный.

    За спиной Горчакова можно прощупать еще один, реальный, образ некоего русского композитора Павла Сосновского, сведения о нем и ищет главный персонаж картины. Сосновский был крепостным музыкантом, он добился признания в италии, но после возвращения на родину спился и умер от тоски и невозможности получить свободу, и сочинять музыку, что была угодна е г о сердцу. Разве не напоминает нам эта история о судьбе многочисленных советских эмигрантов? Разве Тарковский не принадлежал к их числу?

    Искусство — тоска по идеалу. Горчаков ищет, ищет что-то… но не может найти. Италия со всеми красотами его не привлекает, он почти забыл о своих исследованиях, он не замечает прекрасную Эуджению, тоже чуждую именно из-за красоты. Ему нужна родственная душа, но ее нет нигде. Переводчица явно не в состоянии сделать это. В своих черно-белых снах он видит оставленную жену и Россию.

    Фильм изумителен тем, как подана драма: не перипетиями сюжета, которого здесь, в общем, и нет, не неожиданными ситуациями — неторопливо, выдержанно. Меня (не подумайте только, что я сноб) восхищают все эти длинные планы, долгий ритм кадров, сбить который невозможно ничем (самый длинный кадр, кстати, я засек, длится 14 минут!). Когда поддаешься фильму, забываешь обо всем и просто смотришь на экран: ощущение такое, как если плывешь в тумане по равнинной реке в деревянной лодке, отпустив весла, а река несет тебя куда-то вниз по течению, а мимо — берега, растительность… Это фильм и о вере еще. Очень часто камера наблюдает за героями издалека, дожидаясь, пока герои не подойдут ближе. Верить — значит сходить с ума, но и приближаться к истине.

    Можно не задумываться об идее этого фильма, можно просто наслаждаться красотой кадров: чаще всего один кадр — один эпизод. «Ностальгия полна символов, но так как отчего-то мне кажется, что символизм был по своей сути чужд творчеству Тарковского, то здесь более уместно говорить об образах. Родина Горчакова видится ему в черно-белых снах, его семья, но все какое-то ненастоящее, странное, а потом дождь в доме Доменико, бутылки, в которые капает вода… Ностальгия разговаривает с другими фильмами режиссера, перекликается с ними образами: сны о доме, разливающееся молоко (привет Зеркалу); затопленное здание, где Горчаков разговаривает с девочкой, красные угли, на которых тлеет книга и то, что Горчаков засыпает рядом с ними, как в Сталкере; перенесенная в готический неф Россия в образе деревенского дома — аналогия с «Солярисом», в последнем кадре которого Крис переносит на станцию свое земное жилище; в одном из эпизодов Доменико проходит через дверь без стены, такая же дверь была в «Ивановом детстве», а собак, много воды и запустение можно увидеть в любом фильме Тарковского. Он спокоен. Он гениален. Ностальгия — произведение вне времени и вне искусства вообще. Вне оценок дилетантов, как мы.

    Это завещание режиссера кинематографу, и будет жаль, если киноискусство не возьмет «Ностальгию» в 21 век. Почему сейчас, когда есть свобода творить, как ты хочешь, никто не вопит, сжигаю себя в пламени жертвы? Разве что Сокуров: он тоже одинок и великолепен. Видимо, гению нужна клетка. Если ее нет, гений сам ее создает.

    В процессе написания отзыва использовались материалы книги А. Тарковского «Запечатленное время».

    21 февраля 2008 | 22:02

    Смотрел этот фильм первый раз в то время, когда вся страна проводила все вечера на съезде народных депутатов. Клеймили партию, кричали про разруху. Все ждали выступлений самых народных и честных Собчака и Ельцина, потом все голосовали за демократию. Потом передача заканчивалась, все шумно обсуждали и шли спать. А часов в 12 ночи вдруг показывали фильмы, которые до этого не показывали вообще, запомнился Тарковский «Ностальгия».

    Смысла тогда не понял, но почувствовал ностальгию режиссера, этот фильм мог быть его предчувствием. Мне показалось, что смысл фильма не в сюжете, а в чувствах, которые он нес.

    А вообще все отзывы, которые прочел на этой странице, считаю справедливыми и очень толковыми. Написал сам просто так, то, что чувствую.

    28 мая 2009 | 19:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 399 руб.
    подробнее

    Новости


    Тонино Гуэрра, один из ведущих итальянских сценаристов, работавший с Антониони, Тарковским, Феллини, Торнаторе, Рози и Петри, ушел из жизни в возрасте 92 лет. (...)
     
    все новости

    Статьи


    В российский прокат вышла картина «Ветер крепчает» — последняя работа Хаяо Миядзаки, завершающая его богатую карьеру. КиноПоиск вспомнил самые яркие высказывания мэтра о его жизни и творчестве и посвятил видео великому художнику и его поклонникам. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    18-19 мая
    17.05.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 18-19 мая
    55 лет назад на Каннском фестивале наш фильм впервые удостоился «Золотой пальмовой ветви». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    240.Рапунцель: Запутанная историяTangled8.063
    241.ДогвилльDogville8.062
    242.РататуйRatatouille8.060
    243.ГаттакаGattaca8.060
    244.Республика ШКИД8.060
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.63%
    7.Призрак в доспехахGhost in the Shell95.32%
    8.Бегущий по лезвию 2Untitled Blade Runner Project95.28%
    9.Дом странных детей Мисс ПерегринMiss Peregrine's Home for Peculiar Children95.08%
    10.Девушка в поездеThe Girl on the Train95.03%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Маленький принцLe Petit Prince2
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse87
    Блэйд 3: ТроицаBlade: Trinity50
    Красавица и чудовищеBeauty and the Beast123
    ПесокThe Sand3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.314
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.904
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.570
    Angry Birds в киноAngry Birds6.537
    Экипаж8.175
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры