всё о любом фильме:

Облачный атлас

Cloud Atlas
год
страна
слоган«Всё взаимосвязано»
режиссерЛана Вачовски, Том Тыквер, Энди Вачовски
сценарийЛана Вачовски, Том Тыквер, Энди Вачовски, ...
продюсерШтефан Арндт, Алекс Боден, Дэвид Браун, ...
операторФранк Грибе, Джон Толл
композиторРайнхольд Хайль, Джонни Клаймек, Том Тыквер
художникХью Бэйтап, Ули Ханиш, Дэниэл Чур, ...
монтажАлександр Бернер, Клаус Уэлиш
жанр фантастика, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Китай  4.92 млн,    США  3.37 млн,    Россия  2.2 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время172 мин. / 02:52
Номинации:
Шесть историй — пять реинкарнаций, происходящих в разное время, тесно переплетаются между собой…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.50 (259 165)
ожидание: 94% (37 243)
Рейтинг кинокритиков
в мире
66%
166 + 86 = 252
6.6
в России
79%
19 + 5 = 24
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Дэвида Митчелла «Облачный атлас» (Cloud Atlas, 2004).
    • Несмотря на близкие отношения Роберта и Руфуса в фильме, они на самом деле ни разу не говорят друг с другом.
    • На съемках Холли Берри сломала ногу.
    • Один из немногих фильмов в истории, в котором три режиссера работали как команда, и каждый со своей стороны имел абсолютно равное влияние на проект.
    • Тыквер и Вачовски снимали фильм параллельно, используя отдельные съемочные группы. Вачовски работали, в основном, над съемками эпизодов из будущего и историей XIX века, а Том Тыквер занимался режиссурой сюжетов, разворачивающихся в нашем времени, 30-х и 70-х годах.
    • В 2005 году, во время съемок ««V» значит Вендетта» (2006) в Лондоне, актриса Натали Портман дала копию оригинального романа Лане Вачовски, и он ее сильно заинтересовал. Год спустя Вачовски написали первый черновой вариант сценария. Друг Ланы Вачовски и Энди Вачовски — Том Тыквер, был приглашен для совместной работы над проектом, и следующие два года они дорабатывали сценарий, помня замечания автора книги, Дэвида Митчелла, и одновременно искали международных инвесторов. Все эти годы Портман была обещана роль «Sonmi-451», но ей пришлось отказаться в последний момент в связи с беременностью.
    • Джеймс МакЭвой и Иэн МакКеллен рассматривались на роль в фильме.
    • В какой-то момент на съемочной площадке Том Хэнкс начал называть Лану Вачовски и Энди Вачовски — «Мама и Папа», потому что они очень хорошо сработались и были отличными лидерами, как для актеров, так и для съемочной команды.
    • Номер апартаментов Луизы Рэй — 451, это намек на Сонми-451. Оба персонажа берут на себя огромный риск в борьбе с несправедливостью.
    • Первый фильм Вачовски после «Связь» (1996), по которому не будут делать компьютерную игру.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Все актеры имеют несколько ролей в фильме, охватывающих разное время, расы и даже пол. Это было достигнуто благодаря пластическому гриму, богатой костюмерной и жесткими временными рамками на переход между ролями для актеров. К примеру, Холли Берри рассказала об опыте съемок в образе еврейской женщины 1930-х годов под руководством Тома Тыквера в один день, потом быстрый переход к женщине из древнего племени под руководством Ланы Вачовски и Энди Вачовски в следующий день, а затем еще переход к образу репортера 1970-х, и все эти смены образа шли одна за другой без перерывов.
    • Во время съемок режиссеры просили актеров воспринимать свои роли как «генетические деформации», а не как ряд отдельных частей, изменения в одной из которых влияют на другие.
    • еще 9 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Персонаж из 1973 года говорит, что его рейс был отменен из-за забастовки диспетчеров. Единственная забастовка авиадиспетчеров за всю историю США была в 1981 году.
    • В 1973 году один и тот же желтый автомобиль с черной полосой (предположительно Chevrolet Vega) появляется в двух различных кадрах.
    • В 1849 году в Сан-Франциско прислуга состоит из рабов. Калифорния никогда не была рабовладельческим штатом.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 18562 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Как давно я в последний раз писала рецензию? Уже не вспомню. Были фильмы, оставляющие после себя след, некоторые заставляли думать о них днями и неделями. Но почему-то именно этот, «Облачный атлас», приковал к монитору и клавиатуре и, управляя послушными пальцами, приказал выстукивать по клавишам нужные слова.

    Я много думала о смысле фильма, о его сути. О чём он? Сначала, будто ярчайшей вспышкой, сознание прорезает история девушки, рожденной стать услышанной и даже понятой. Едва только узнаешь её историю, кажется, что лишь знакомство с человеком, указавшем ей на её собственную невольную слепоту, вытащило её со дна. Но видя потусторонний блеск в её глазах, огонь жажды — жажды просто быть замеченной, жажды почувствовать, что жизнь была настоящей, а не кем-то выдуманной, — уже знаешь наверняка: она всегда была такой, и ничто более не способно утащить её на дно снова.

    Что же, получается, история эта о свободе? Несомненно. Вообще, если присмотреться, свобода пронизывает наш мир во всевозможных комбинациях. Можно ли верить, не мечтая о свободе? Можно ли искать смысл жизни, ни разу не прикоснувшись к свободе? Можно ли любить, не окунувшись в свободу?

    Этот фильм о любви к свободе — вот мой вердикт. К чему бы ни стремились герои, их мятежные души, куда бы ни вели их дороги, прямые и скользкие, у всех переплетений была одна развязка. Они не видели себя в неволе, они не ощущали себя вне любви. И их горячие сердца, пройдя сквозь рубежи веков, продолжали биться с той же неистовой силой, подчиняя себе новых владельцев.

    «Облачный атлас» переворачивает сознание. Нам часто кажется, что всё вокруг правильно, в нужных пропорциях и необходимых дозах. Но когда душу вырывают с корнем каждым новым кадром, желаешь дойти до конца, чтобы почувствовать нечто совершенно новое, но всё также, всецело слитое с самим тобой.

    5 января 2013 | 14:04

    Этот фильм стоит посмотреть. Действительно стоит. И пусть это кинолента не для просмотра в компании, пусть она длится почти 3 часа, но если вы любите и верите, то вам понравится.

    Так о чем же этот фильм? О невероятных цивилизациях, технологиях будущего и несправедливости мира, или все же о чувствах, сущности человеческих эмоций? Возможно, это просто я так это воспринимаю, но ведь во всем можно отыскать свой подтекст. И мною он был найден.

    Вернемся к смыслу. Мы сталкиваемся с жизнью шести пар людей. В разные времена. В разных мирах. И вроде бы их ничего не связывает между кроме более или менее проявляющейся схожести во внешности, но… Они любят и разрушают стереотипы во всех временах: спасают тех, кого нельзя, любят тех, кого должны презирать, помогают тем, кого должны остерегаться и так далее. Их не смущает абсолютно ничто.

    Они те, кто ждут, жертвуют, преодолевают свои страхи и препятствия.

    Самое интересное в этом фильме, что он не пытается затронуть весь мир. Все наше внимание сосредоточено на этих историях, и прочие выглядят на их фоне неказисто и неприглядно. Мы не задумываемся, а есть ли в их мире еще такие, как они, а в нашем? Это безразлично. Мы полностью поглощены. А если же нет, и вы столь невероятно скептичны, то вам то просто не придет в голову.

    Подведу итог: данная кинолента меня покорила. До слез. Особенно часть про «фабриканта» и повстанца. Да-да, все настолько идеально и трогательно (но, хочу заметить, не приторно сладко), что дух захватывает. Безумно ярко, эмоционально, душевно, и фильм вроде уже закончился, а все еще смотришь на титры и не можешь поверить. Шедеврально. Продолжаешь думать, думать, думать и еще раз думать. Кажется, как говорят, что только что перед тобой умер человек, рядом с которым ты пробыл не 3 часа, а целую вечность.

    Спасибо создателям. Этот фильм, к которому я увидела столько негативных отзывов, тронул, заставил задуматься. Он покорил меня. Всем и сразу. Спасибо. Время было потрачено не зря.

    Give me hope.

    18 января 2013 | 22:28

    Нет, фильм, конечно, идеальный. Все даже не просто шикарно — все именно что Шшикарно. С большой буквы. Интонацией Эрика Картмана из небезызвестного сериала «Южный Парк». Срежиссировано красиво, стильно, эпично, мастерски, по последнему слову техники. Актеры подобраны тоже здорово, каждый на своем месте, Хэнкс гениален. Музыкальное сопровождение отличное, спец эффекты хороши, но не они тут главное (как и должно быть). В конце концов, замечательный сценарий, охватывающий разные эпохи и жанры.

    Кстати, о сценарии. История разделена на шесть частей, которые, в свою очередь, разделены на части поменьше, которые, в свою очередь, перемешаны между собой. Но если всё расставить в правильном порядке, разложить по полочкам и наклеить этикетки, то получаем следующее:

    1)XIX Век — некий нотариус возвращается домой в Америку и на собственном опыте убеждается в расовом равенстве.

    2)1931 год — талантливый композитор-гомосексуалист устраивается секретарем-помощником к другому композитору, классику.

    3)1970-е года — журналистка пытается распутать аферу с катастрофой на атомной станции.

    4)Наше время — старичка-издателя, погрязшего в долгах, упекают в дом для престарелых по приказу собственного брата.

    5)XXII Век — девушка-«фабрикантка» из пробирки попадает в движение сопротивления и становится его символом и надеждой.

    6)Очень далекое будущее — некий дикарь помогает некой… эм… скажем, более развитой представительнице оставшегося на Земле человечества подняться на гору, где, по слухам, живет сам Дьявол.

    Итак, нам на протяжении трех часов рассказывают о том, что все мы связаны, что ни один поступок не остается без последствий, что толерантность — важнейшее из человеческих качеств, что душа вечна и способна исправиться, не смотря ни на что… Но выглядит это слишком спланировано, рационально и, увы, бездушно.

    Не могу поставить низкую оценку — фильм великолепен. Хотя совсем мне и не близок.

    8 из 10

    30 ноября 2012 | 21:31

    Перед просмотром решил прочитать книгу. Как оказалось, это было правильное решение…

    Сюжет книги оказался на операционном столе. Руководил операцией однорукий хирург, активист лгбт-сообщества. Лоботомия прошла успешно. Серьезно. Сюжет фильма максимально приближен к книжному, но значительно урезан, что делает его трудноусваеваемым.

    В западном квазилиберальном обществе тяжело пройти цензуру фильму, в котором не раскрыта тема «мальчик-мальчик». Тут с этим перебрали.

    Обожаю матрицу. Такое ощущение, что Вачовски вложили весь свой огромный талант туда. А может быть кто-то из братьев/сестер лишился его хирургически?

    Фильм не удался.

    4 из 10

    18 ноября 2012 | 11:19

    В свое время, когда на экраны вышел «Властелин колец», небезызвестного Питера Джексона помимо прочего обвиняли в двух вещах: в том, что он слишком сократил бессмертное произведение Дж. Р. Р. Толкиена, и в том, что он его слишком растянул. Но Джексон снимал свою трилогию один. Вачевски же, рискуя попасть под те же зрительские нападки, вывернули ситуацию наоборот и пригласили к себе в режиссерское кресло Тома Тыквера, таким образом, поделив 680-страничный роман Дэвида Митчелла на троих. Больше создателей — меньше ответственности на каждого.

    А ответственность есть за что нести. Во-первых, при создании фильма, мировой литературный бестселлер пришлось сократить — режиссеры приняли решение, что картина должна уложиться всего в три часа экранного времени. Во-вторых, умудриться органично впихнуть в отведенное время все то важное и нужное, за что роман Митчелла и стал бестселлером. В связи с чем «Облачный атлас» получился ярким, мечущимся карнавалом красок и сюжетов, воплощать которые в разных стилях и вариациях было вынуждено не такое уж большое количество актеров. Вачевски прибегли к конспирации и театрализации своей постановки. Герои их картины зачастую по несколько раз в одном сюжете меняют не только костюмы, но и лица, возраст и пол. Не скатиться при такой постановке вопроса в мешанину и — в худшем смысле этого понятия — в балаган, надо иметь недюжий талант. Ну, или же трех разноплановых режиссеров, четко знающих, какой исходный продукт должен увидеть зритель.

    Шесть разнящихся по подачи и жанру сюжетов, объединенных одной, довольно таки простой идеей личностной свободы и взаимосвязи всего сущего, перекликаясь между собой на протяжении всей картины, логично и совершенно достоверно сливаются в единый призыв никогда и ни при каких обстоятельствах не опускать рук. Достаточно неновый смысл реализован блестящей актерской игрой и увековеченными еще в «Матрице» режиссерскими приемами. Если бы не эти два фактора, то, скорее всего, фильм получился бы до низкопробности пустым и скучным. Ведь о том, что битву выигрывает только тот, кто борется, как и о том, что надежда на всепобеждающее добро все еще живет в каждом, обо всем об этом снято, написано и сказано столько всего, что трехчасовая махина не явилась бы откровением. Ничего глубоко философского, что находили критики в той же «Матрице» или же сверхпрозрения в отношении человеческих судеб, в «Атласе» ждать не приходится. Вачевски с Тыквером рассказывают истории обычных жизней, для надежности и верности облекая их в красивую обертку: не заметят сути, так картинке порадуются; не понравится визуальный ряд, так, возможно, оценят прописные истины.

    В связи с этим, можно найти еще одну причину — как раз, по количеству режиссеров, третью, по которой создателей «Атласа» можно привлечь к ответственности. Осознанно ли был сделан выбор экранизации, результатом которой стало упрощенное шестисюжетное напоминание о свободе, которую человечество все никак не в состоянии себе разрешить, неизвестно. Но то, что фильмы с подобной тематикой все еще продолжают выходить на экран, доказывает тот факт, что озвученные в картине понятия все еще чужды этому миру. Своим творением режиссеры «Атласа» невольно взяли на себя ответственность, поставить человечеству сей неутешительный вердикт.

    24 ноября 2012 | 18:31

    Попала на фильм совершенно случайно, раньше о нем не слышала, не видела рекламы, иначе бы сначала прочла книгу. Фильм впечатлил, я понимаю, что кому-то такое нагромождение сюжетов покажется бредом, кто-то не любит смешения жанров. Но все это объединяют одни и те же персонажи (одни и те же актеры во всех частях, по-разному загримированы) и одни и те же идеи. Вечные темы: свобода, истина, любовь, самоотверженность, проблема выбора, становление личности. По каждой теме или по каждому из 6 сюжетов можно написать отдельную рецензию. Влияние братьев Вачовски чувствуется во всем, один из персонажей, сражающихся за свободу, ну вылитый Нео. Картины города в будущем, убежище сопротивление, появление актера Хьюго Уивинг (агент Смит в матрице) во всех частях, еще усиливают это впечатление.

    Актерский состав подобран хорошо. Основные сюжетные линии не могу не упомянуть: история Адама Юинга, рассказанная через его дневник, о приключении в тихом океане в XIX в; письма из Задельгема, о любви двух молодых людей в 30-е XX в; расследование молодой журналистки Луизы Рей в 70-е XXв — классическая борьба с корпорационным заговором, комедийные пересказ отнюдь не веселых происшествий со стариком Тимоти Кавендишем в наши дни; восстание Сонми (фабриканта — искусственно созданного человека) против существующего порядка, корпораций и т. д. в XXIIв; последний сюжет происходит в XXIV в после масштабной катастрофы, люди вынуждены выживать практически в первобытном обществе.

    После фильма мои знакомые стали обсуждать смысловые провалы в сюжете, недоработки, нестыковки. Это есть, как и в любом фильме, тем более таком масштабном. НО! Для меня это все не важно. Это один из немногих фильмов за последнее время, который заставил меня задуматься, который вызвал сложные ассоциации. Я бы хотела, чтобы таких фильмов было больше. Хотя не исключено, что я в фильм вложила больше символики и смыслов, чем в нем на самом деле было. Интересно было бы услышать мнение о фильме тех, кто читал книгу.

    4 ноября 2012 | 10:39

    Этот фильм стал для мне истинным открытием, поэтому не могу не поделиться своими впечатлениями.

    «Облачный атлас»-чарующий фильм.

    Из осколков, шести разных сюжетных линий и судеб, сплетенных воедино, складывается фильм. Основной идеей является реинкарнация одной и той же души в различных телах с отличной чертой-родимым пятном в форме кометы.

    Сравнивать фильм с книгой, по-моему, глупо. Различия найти несомненно можно. Но ведь минусы можно найти во всем? Не стоит забывать, что роман стал культовым бестселлером именно после его экранизации.

    Том Тыквер, Лана и Энди Вачовски упростили сюжет, убрали второстепенных персонажей, но оставили главную мысль. Искусство вечно, жизнь после смерти не прекращается, а свобода-главная ценность человека, не зависимо от пола, возраста и расы.

    «Тихоокеанский дневник Адама Юинга». Нотариус-американец Адам Юинг (Джим Стерджесс) отправляется на остров Чатем, для заключения контракта. Там он знакомится с доктором Генри Гусом (Том Хэнкс), который на корабле по пути домой лечит его от заражения «червем». Там же, Юинг спасает Атуа (беглово раба) и помогает ему в дальнейшем.

    «Письма из Зедельгема». Молодой и очень талантливый английский композитор Роберт Фробишер (Бен Уишоу) устраивается на работу к старому, теряющему талант, Вивиану Эйрсу (Джим Бродбент). От туда он пишет своему любовнику Руфусу Сиксмиту (Джеймс Д`Арси) в Кембридж. В это время он создает свое самое главное произведение в его жизни.

    «Периоды полураспада: Первое расследование Луизы Рей». Журналистка Луиза Рей (Хэлли Бэрри) начинает расследование исчезновения отчета об вреде, который может нанести атомная электростанция. Она знакомится с Руфусом Сиксмитом, который соглашается передать ей копию, но тут начинается череда убийств, ставящих журналистку под угрозу.

    «Страшный Cуд Тимоти Кавендиша». Тимоти Кавендиш (Джим Бродбент) вынужден скрываться от подручных писателя-уголовника. Он просит помощи у своего брата (Хью Грант), который под предлогом защиты отправляет его свой дом-престарелых.

    «Оризон Сонми-451». Антиутопическое будущее. Клон-Сонми-451 (Пэ Ду На) создан для обслуживания клиентов в ресторане. Член революционной группировки помогает ей бежать, чтобы она рассказа миру про настоящую судьбу «фабрикантов».

    «П’реправа возле Слуши и все ост’льное». Мир после «Падения» главный герой-Закри (Том Хэнкс), обыкновенный представитель своего племени. Мероним (Хэлли Бэрри), одна из «провидцев» просит Закри провести ее на вершину горы Мауна-Кеа, чтобы от туда подать сигнал другим выжившим цивилизациям. Местные жители боятся этого места, так как по преданию там обитает Дьявол.

    «Облачный атлас»-незабываемый фильм. Душераздирающая музыка, немыслимый грим, потрясающая игра актеров и работа режиссеров.

    10 из 10

    7 марта 2015 | 20:55

    Тяжёлый и в то же время интересный. До сих пор мне трудно отойти от фильма. Мало сейчас фильмов, которые действительно заслуживают просмотра. «Облачный атлас» один из немногих. Шесть историй, которые на первый взгляд могут показаться ничем не связанными друг с другом, но, до определенного момента…

    «Облачный атлас» заставил меня задуматься о смысле жизни. И при просмотре есть ощущение, что что-то упустил, ведь фильм — сильный. Действительно ли мы живём не один раз, а движемся по бесконечному кругу?Кем мы были в прошлой жизни, и кем будем в следующей?А вдруг, мы движемся вместе со своими близкими по одному пути, сами того не замечая!Вопросов много, но нет на них ответов. Этот фильм лишь дал толчок на размышления. На размышления умным людям. Но хочется верить, что жизнь не одна, и что мы не одни.

    Тут можно сказать только одно: «Браво»! Море эмоций и приятных мыслей от шикарного фильма.

    12 мая 2013 | 01:52

    Как же я люблю смотреть фильмы, которые взрывают мозг, заставляют думать!

    Поле просмотра трейлера, мне показалось — это именно то, что мне сейчас нужно. Идея взаимосвязи абсолютно разных историй из разных времен… Что еще нужно для счастья, кроме как загрузить свою голову на все выходные?

    А нет. Не тот случай.

    Весь фильм я ожидала, когда же будет та самая взаимосвязь, которая заявлена в слогане к фильму. Прошел первый час… Второй… Пошел третий… А я все сидела и думала, неужели самую развязку и глубокий смысл оставили на последние десять минут? Упс, ошибочка. Титры, свет. Всем спасибо, все свободны.

    И ты выходишь из зала с чувством, что над тобой просто кто-то посмеялся. Обещали одно, скормили другое.

    Слоган гласил, что все взаимосвязано, наши поступки обязательно повлияют на будущее наших потомков. Четко эта идея проявилась ТОЛЬКО в истории с Сон Ми, которая ни с того ни с сего стала богиней, что ли. Подумаешь, поборолась девушка-биоробот за свободу, попыталась сломать утопичный мир… (уже не говоря о том, что каким-то чудом в этой бездушной машине зародились чувства). Ну да ладно. Я к тому, что это единственная история, которая отразилась четким смыслом в другой, где ей поклонялись. А что с остальными? Косвенное упоминание, это не «повлиять на будущее потомков», не так ли?

    Заявленной идеи попросту нет. То, что я увидела, я назвала бы судьбой. Мол, любящие люди, две половинки, обязательно встретятся после смерти в другой жизни.

    Фактически же фильм говорит о том, что во все времена нам приходится бороться за выживание в этом мире, за свою свободу, за правду. Идея не нова. Далеко не нова…

    Дабы не запутать зрителя окончательно, Вачовски решили, а давайте одних и тех же актеров задействовать несколько раз? А еще и бесполезные родинки в виде комет нарисуем, чтоб все знали, что этому человеку в жизни несладко будет. Спасибо актерам за их прекрасную игру, с ролями справились шикарно. Но в итоге фильм выглядит так, будто это шесть РАЗНЫХ фильмов НИКАК между собой не связанных. Только где-то мелькают письма, личный дневник… А где же глубокая мысль? Где их влияние на судьбы других людей? Увы и ах.

    Единственное, что мне очень понравилось, это перевоплощение. Грим шикарный. Пожалуй, из положительного больше ничего.

    Итак, на выходе мы получаем коробочку из необычайно красивого трейлера, внутри которой скрывается невнятного привкуса фильм, политый карамелью из красивых слоганов.

    Для меня это разочарование осени.

    1 из 10

    17 ноября 2012 | 20:41

    «Облачный атлас» относится к числу тех фильмов, что труднее всего комментировать. Довольно легко критиковать откровенно плохие фильмы, даже если в некоторых из них намешано чересчур много нелепостей. Очень сложно оценивать хорошие и очень хорошие фильмы, поскольку даже в лучших из них превалирующие прогрессивные мысли неизбежно тесно перемешаны с реакционными представлениями и суевериями нашего темного времени.

    Главные герои фильма — люди различных эпох, идущие против запретов и несправедливостей своего времени. Нет никакого «порядка, лежащего в основе всего сущего», как это представляется реакционерам. Законы, по которым живет общество, постоянно меняются. В частности, в фильме мы видим как всевозможные виды дискриминации (по половому признаку, расовому, сексуальной ориентации и даже по фантастическому разделению людей на «чистокровных» и фабрикатов), считавшиеся незыблемыми и вечными, один за другим отправляются в мусорную корзину истории. И всегда есть люди, которые первыми поднимают бунт против устоявшейся несправедливости. И они же первыми ощущают на себе раздражение обывателей и ярость не желающей уходить в прошлое прогнившей системы.

    Люди, отмеченные шрамами или родимыми пятнами в виде кометы, по счастью, существуют, это люди с обостренным восприятием действительности. Вот только увидеть их шрамы нельзя — они в душе, они сверлят мозг, не заживают никогда и на каждую несправедливость отзываются болью.

    «Мы не хозяева собственной жизни». В этом утверждении в контексте фильма нет ни фатализма, ни покорности обстоятельствам. Наоборот. В нем содержится призыв к высокой ответственности личности перед обществом и неприятие эгоизма. Человек не может жить только для себя — «от рождения и до смерти мы связаны с другими прошлым и настоящим. И каждый наш проступок, как и каждое доброе дело, рождает наше будущее».

    Герои фильма демонстрируют примеры активной жизненной позиции. Не противодействовать несправедливости — все равно, что самому совершать несправедливость. Как сказал беглый раб, не помочь равносильно собственноручно перерезать горло. Тот, кто бездействует, является пособником господствующего положения вещей. И их, надо признать, большинство в нашем обществе — потребителей очередного дня…

    На протяжении всего фильма, как и на протяжении нашей истории, революционное Единство противостоит Корпократии Единодушия. Единство — это общность, в которой «один за всех, и все за одного», в противоположность принципу «в один присест сильный слабого съест». Более сильные помогают более слабым, и тем самым сильнее становится общество в целом. Беглецы из Аврора-хаус, будучи уже почти на свободе, возвращаются за своим отставшим товарищем. Может показаться, что выручать этого никчемного «попугая» — напрасный риск, но впоследствии именно он своей пламенной и хитрой речью спасет всю группу. А вот Единодушие — это попросту отказ большинства от права на самостоятельное суждение, бездумное и бездушное следование порядку, установленному тиранами. Такое общество, поскольку отказалось от развития, обречено на гибель.

    А ведь, как и показано в этом фильме, прогресс нам вовсе не гарантирован, и вполне возможен сценарий, при котором умирающая система не будет заменена более прогрессивной, а погребет под своими обломками цивилизацию и ввергнет человечество в варварство. Как пишет Дэвид Митчелл в своей книге, по которой был снят этот фильм, «эгоизм индивидуума уродует его душу, эгоизм рода человеческого ведет его к уничтожению». Тем больше ответственность каждого из нас за будущее. Ведь каждый из нас не просто капля в океане, а существо, наделенное интеллектом и волей. Никто не запрограммирован быть революционером или реакционером — это дело личного выбора каждого, в каждый момент его жизни.

    ***

    Вещие сны, пророчества Аббатисы и модная идеалистическая сказка о реинкарнации относятся к явным недостаткам этого фильма.

    До смешного наивной представляется также романтизация Солженицына. Для этого оголтелого антикоммуниста и реакционера даже демократическая форма капитализма западного образца была недостаточно деспотичной — он восторгался диктаторским режимом Франко. После восстановления капитализма в России стал поборником его самой уродливой — религиозно-патриархальной формы. Варлам Шаламов метко охарактеризовал жизненное кредо Солженицына как «деятельность дельца, направленную узко на личные успехи со всеми провокационными аксессуарами подобной деятельности…». Великодержавный мракобес (идеалом для него была царская Россия), обласканный и Ельциным, и Путиным, а также РПЦ, лауреат всевозможных государственных премий и подношений в виде квартир, дач и т. д., он всю свою жизнь спекулировал на имидже радетеля народного, а рабочий кабинет его был увешан портретами сатрапов типа Столыпина и Колчака.

    Быть изгнанником еще не означает автоматически быть человеком прогрессивных взглядов. Создатели «Облачного атласа» показали, что они всей душой на стороне угнетенных и притесняемых, но конкретного понимания происходящих на планете политических процессов у авторов фильма нет и в помине. И это их гигантский минус.

    Для того чтобы менять жизнь к лучшему, недостаточно быть просто противником существующей системы, в которой человек человеку волк и конкурент. Необходимо иметь позитивную программу преобразования общества. Вачовски видят, что этот мир погряз в эгоизме, глупости, трусости и лицемерии, но совершено не понимают причин этого. Однако их большая заслуга в том, что они всеми силами пропагандируют активную непокорность этой людоедской системе, ненависть ко всем видам угнетения и дискриминации. Дальше этого в мировом кинематографе пока никто не пошел.

    10 декабря 2012 | 14:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 333 руб.
    Blu-Ray, 223 руб.
    подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 226 929883 118
    Деньги874 408 011 руб.271 903 034
    Цена билета270,97 руб.13,91
    02.07 — 05.07подробнее