всё о любом фильме:

Неуловимые мстители

год
страна
слоган-
режиссерЭдмонд Кеосаян
сценарийСергей Ермолинский, Эдмонд Кеосаян, Павел Бляхин
директор фильмаЕфим Голынский
операторФедор Добронравов
композиторБорис Мокроусов
художникВиталий Гладников, Василий Голиков, В. Киселева
монтажЛюдмила Елян
жанр приключения, боевик, ... слова
зрители
СССР  54.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время74 мин. / 01:14
Бывший гимназист Валерка, веселый отчаянный Яшка-цыган, оставшиеся сиротами Данька и его сестренка Ксанка дали клятву внедриться в отряд к атаману Бурнашу и отомстить ему и его банде за смерть отца Даньки. Под видом сына старого друга атамана Данька проникает в отряд Бурнаша. Однако бандиты сумели узнать об этом. Даньку ждет казнь, но друзья на то и друзья, чтобы не бросить своего товарища в беде.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Картина «Неуловимые мстители» стала лидером проката в 1967 году. Фильм посмотрело 54 млн. зрителей.
    • Фильм снят по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята».
    • По этой же повести в 1923 году режиссер Иван Перестиани снял немой фильм «Красные дьяволята». Сценарий к картине написал сам автор — Павел Бляхин.
    • Музыка к этому кинофильму стала последней работой композитора Бориса Андреевича Мокроусова.
    • Занимает по посещаемости 28-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • еще 2 факта
    Трейлер 03:09
    все трейлеры

    файл добавилLast___Power

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 11 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Советской власти, формально зиждущейся на материалистической идеологии, было вовсе не чуждо плагиирование благородных духоносных энергий. К примеру, одухотворяющий марш Белого Движения «Смело мы в бой пойдём…» красные реквизировали и перефразировали безо всяких зазрений совести. Что-то подобное наблюдалось и в советском кинематографе, особенно в художественных фильмах на революционную тематику. Такие киноленты как «Достояние республики» Владимира Бычкова, «Тачанка с юга» Евгения Шерстобитова, ну и конечно же трилогия про неуловимых Эдмонда Кеосаяна крайне преуспели в облагораживании большевистской власти, тем самым изрядно поманипулировав и без того промытым сознанием советского обывателя.

    Культовый кеосаяновский блокбастер о приключениях юной четвёрки выдержан в традициях революционного киножанра, однако не во всём однороден. Первая часть неуловимых наименее политизирована, и представляет собой самобытную историю об отечественных робингудах, борющихся с бандой разбойников-«экспроприаторов» — возможно тонкой авторской ретрансляцией сущности новоявленных революционных властей. Уже во второй части фильм начинает регрессировать в сторону откровенно пропагандистского пафоса. Перемещение театра боевых действий из хуторских местностей в городские аукнулось всем неуловимым, померкшим на фоне самодостаточных белогвардейцев, как бы тех не пытались показать омерзительными, а их внутренние политические разногласия — чем-то вроде фракционного балагана времён эрэфкинской госдумы первого созыва. В третьей части балаган усиливается, но только уже в лоне околомонархических интриг, в которых неуловимые выглядели не более чем статистами. Полагаю, режиссёру Кеосаяну можно было запросто довольствоваться одним лишь этим фильмом безо всяких продолжений, и вместо того, чтобы пожинать плоды прежних лавров, снять что-то другое, вероятно схожее с сиквелами по сюжету, но уже без выработавшего свой ресурс популярного квартета.

    25 января 2016 | 04:57

    Потрясающее кино об обычных советских мальчишках и девчонках, которые своей жизнью, своими делами и поступками задают вектор движения всему советскому обществу. Это кино о молодых героях, которые ради спасения Великой Родины, Великой России, ради спасения Великого Русского Народа жертвуют своими жизнями, своей молодостью, своим счастьем.

    Сейчас многие задаются вопросом, кто является героем нашего времени? Ответа нет. Толи нет героев, толи время такое мутное, но ответа нет.

    Зато без сомнения можно сказать, что героями того времени являлись вот такие молодые ребята, которых мы видим в фильме «Неуловимые мстители». Это народные герои, народные спасители, народное достояние. О НИХ фильм! ИМ слава, ИМ почёт, ИМ бессмертная память! ОНИ будут жить целую вечность в нашей истории, в нашей памяти и в наших фильмах!

    И над степью зловещей
    Ворон пусть не кружит,
    Мы ведь целую вечность
    Собираемся жить.
    Если снова над миром грянет гром,
    Небо вспыхнет огнём,
    Вы нам только шепните,
    Мы на помощь придём!


    10 из 10

    27 сентября 2012 | 11:38

    Слушай горна голос серебристый,
    Что летит в распахнутую даль.
    У эпохи есть свои горнисты,
    Им для песни ничего не жаль.
    Лишь побольше захватить дыханья,
    Лишь упрямей локти отогнуть,
    И в мороз или апрельской ранью
    Беспокойной песней полыхнуть.
    Что б взлетели в ней, кружась, знамена,
    Высветилась глубина до дна,
    Что бы всех героев поименно
    Снова прозвучали имена.


    Наверное, в это мало кто из читателей поверит, но «Неуловимые мстители» — мой самый-самый любимый фильм с самого-самого детства. Ну, и естественно, с этим фильмом связаны и мои первые впечатления от кино вообще.

    Воспоминания таковы: мне года четыре, я сижу под столом с куклами, по телевизору показывают «Неуловимых». Помню, что абсолютно не понимала, что к чему — кто за кем гонится, кто с кем сражается. Главное, меня полностью захватила динамика и атмосфера приключений. Все на лошадях скачут и стреляют, кто в кого — не важно, зато дух просто перехватывает.

    Такие дела.

    Отпечаток на душе огромный.

    А понимание пришло позже. Когда фильм был смотрен и пересмотрен, когда рассказ Павла Бляхина был прочитан и перечитан, и, наконец, когда были просмотрены и другие работы Э. Кеосаяна.

    Как бы не ругали те годы в наши дни, и как бы не восхваляли их в прошлом, факт остается фактом, героизм в то время был не фальшивым, творчество Кеосаяна всегда было безнадежно романтичным, а кадр и музыка в фильме настолько гармонично добавляют друг друга, что все это в совокупности и стало для меня тем самым фактором, который породил во мне впоследствии долгую и не проходящую любовь к кино.

    О том, что любишь очень сильно, на самом деле, говорить невероятно сложно, о предмете своего обожания, молчат, его лелеют у самого сердца втихаря, как большую тайну. Но сегодня я попробую рассказать о своей тайне коротенько.

    Год 1920, месяц май. Полыхает Гражданская война. А юные герои сражаются с бандами, разгулявшимися в степях Херсонщины. Время такое, кто просто рад пограбить, а некоторым хлопцам было некуда податься, вот и идут кто к Сидору Лютому, кто к батьке Бурнашу, кто в красные мстители.

    А там…

    Весна, стучат копыта,
    Ветер, ветер, ветер.
    Все пропето, все пропито,
    Никого на свете.


    Стоном стонет Гуляй поле, и вдоль дороги мертвые с косами стоят. Время такое.

    Однако, я все еще смотрю на фильм глазами того восторженного ребенка из прошлого, поэтому мне трудно быть объективной — эмоции захлестывают. Я не смогу грамотно и правильно рассказать о художественных приемах или описать актерскую игру.

    Просто мое сердце замирает в безмолвном трепете, и я не могу произнести ни слова.

    Вот есть предположение, что в «Мстителях» есть что-то от вестерна. С этим не соглашусь. В вестерне нет романтики, есть только приключения. «Неуловимые мстители» же, в свою очередь, насквозь пропитаны романтикой революционной.

    А революционная романтика, если не поджанр, то особый, специфический весьма, пласт нашего культурного наследия. Поэтому вестерном как таковым тут и не пахнет.

    Итак, относитесь к данному фильму, как вашей душе угодно, а для меня — это одно из самых любимых произведений отечественного кинематографа.

    Кстати, к слову о «культовом» кино и кино «народном». Хоть это и бездоказательное голословие, но я считаю, что «народное» кино — кино любимое многими людьми и целыми поколениями, а у «культового» кино должен быть хотя бы один восторженный поклонник (их обычно бывает больше, но наличие как минимум одного, обязательно). И вот если рассматривать «Неуловимых мстителей» с этой точки зрения, то получается — это фильм в равной степени и культовый и народный.

    Так то. 

    10 из 10

    25 мая 2011 | 07:41

    В детстве я смотрела трилогию несколько раз, в кинотеатре, а сейчас вдруг поняла, что не помню ничего, кроме знаменитого кадра с четырьмя черными всадниками на фоне «алой зари», и песни «погоня, погоня, погоня»…

    Пересмотрела первый фильм.

    И поняла, что это не сколько фильм, сколько культурное явление. Произведение само по себе немудреное: вот хорошие, вот плохие, вот революционный пафос, вот приключения, стрельба и погони. Местами фильм захватывает, но пищи уму и сердцу особенно не дает. Да, он глубоко врос в советскую культуру, и по наследству достался культуре российской: мне кажется, тысячи людей, говоря «засланный казачок», либо забыли, либо даже не знают, откуда эта фраза. Но в отрыве от контекста, просто как фильм, он довольно средний: актеры играют неплохо, постановка без халтуры, но не более.

    В общем, если бы меня попросили посоветовать хороший фильм о гражданской войне, я бы посоветовала «Адъютанта его превосходительства». А «Мстители» все дальше уходят в историю. Их заря давно погасла, и никто уже не верит, что они придут на помощь, если снова над миром грянет гром.

    24 апреля 2010 | 15:31

    Повесть «Красные дьяволята» написал Павел Бляхин в 1921 году, когда ехал в поезде месяц вместо трёх дней (этот рекорд военных лет поезда безуспешно пытаются побить по сей день). В основу рассказа легли, по сути, реальные события, ведь автор сам не расставался с оружием, лично видел многие подвиги молодых бойцов 14-18 лет, так называемых «орлят». Лишь, по его словам, немного прифантазировал, дабы показать самоотверженность молодого советского поколения.

    А молодые советские поколения появлялись регулярно, и лет через сорок после первой экранизации, которая так и называлась «Красные дьяволята», надо было обновить подвиги юных героев. Первоначально вообще рассматривался вариант: перенести действие на фронта Великой Отечественной — но на пути у таких преобразований встал выбранный на пост режиссёра Эдмонд Кеосаян, придерживавшийся идей автора рассказа, если не до мелочей, то в ключевых моментах. Как повелось, уступив партийным цензорам в нескольких пунктах плана по созданию фильма, Кеосаян выиграл во всём остальном, создав таких «Неуловимых мстителей», какими они запомнились.

    Да, это красное восходящее солнце во весь экран, на фоне которого едет четвёрка всадников, это бандиты, получившие нарицательное имя «бурнаши» в честь атамана, которые поплатятся за своё суеверие, за вредные привычки, за всё плохое, что они творят. Это сплочённый отряд, где есть место романтике, но нет предателей, это полюбившийся зрителям куплетист Буба Касторский и Сидор Лютый, чьё появление в зале сопровождалось свистом. Это кабак, где пьют и стреляют, это трюки, вреде прыжков на перила и на столы, это и сложные постановочные сцены, вроде кульминационного проезда поезда через горящий мост. Наконец, это бессмертные слова и фразы: «А казачок-то засланный», «Ку-ку, Гриня», «Щусёнок», «Глядь! Над крестами гроб с покойничком летает…»

    Про актёров разговор особый, потому что поиски шли долго и упорно. Так, Яшка-цыган (Василий Васильев) с товарищем тайно пролез на студию, стянул кучерявый парик из какой-то гримёрки — и попал в образ. Валю Курдюкову на роль Ксанки отобрали по той причине, что она знала дзюдо, и её легко было спутать с мальчишками (что от образа и требовалось). Виктор Косых и Михаил Метёлкин вместе сыграли в лентах «Мимо окон идут поезда», «Звонят, откройте дверь». Первый, правда, успел сыграть роль в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», поэтому безоговорочно получил роль лидера «мстителей». А его друг отличился тем, что подрос на 7 сантиметров ради роли и получил очки Валерки Мещерякова (пусть и без стёкол).

    Запомнился так же и Савелий Крамаров, главным образом, своими испуганными криками «Нечистая!!!», и Борис Сичкин, спевший «Я одессит, я из Одессы — здрасьте…» Актёры вернулись через два года вместе с «Неуловимыми», однако, это уже иная история, впрочем, задел для неё приготовлен ещё в финале этого фильма, в кабинете Будённого, когда четвёрку героев принимают в Красную армию. Конечно, сейчас всё красное стараются сделать негативным, но это явление обходит стороной «Неуловимых мстителей». Потому что они всегда на коне, и всегда найдутся те, кто во дворе будут играть в этих ребят, с момента рождения которых прошло солидное количество лет.

    10 из 10 [И тишина…]

    22 сентября 2009 | 23:15

    Удивительный фильм! Искренне восхищался, когда смотрел в глубокои советском детстве (раз этак 20 точно), но и сейчас кино смотрится удивительно свежо. Настоящий вестерн, красивый, динамичный, с фактурными, харизматичными персонажами (один Сидор Лютый в кожаных штанах дорогого стоит!).

    Поразительно, что примерно в это же время Серджо Леоне снимал свои великие вестерны, но «мстители», ей-Богу, ничем не хуже. Разговаривают в фильме крайне мало, но всё по делу и всё в точку ("а казачок-то засланный», «мёртвые с косами» и тд).

    Отличная музыка, потрясающие до сих пор сцены перестрелок и погонь. Считаю. один из лучших фильмов за всю историю советского кино.

    10 из 10

    21 января 2009 | 00:17

    Если и можно было сделать интересное, захватывающее и динамичное кино о Гражданской войне для молодежной (и не только) аудитории, то вряд ли это можно было сделать лучше Эдмонда Кеосаяна. Фильм снят настолько качественно, что «…мстители» стали неуловимыми не только для врагов, но и для такого весьма опасного противника, как время. Уверен, что, несмотря на смену идеологий, философий, даже цивилизаций, пересмотр нашего отношения к той действительно сложной и во многом трагичной эпохе, эта картина останется интересной и близкой для многих. Да, ряд моментов стоит уже рассматривать как дань времени, но они не несут основной нагрузки, а потому не стали для нее смертельными и вообще значительными. Зато в постоянном «плюсе» уже навсегда остались хорошо проработанный сюжет, который не дает заскучать уже многим поколениям зрителей, который на протяжении всего просмотра практически постоянно «в тонусе», и абсолютно точный кастинг, где даже с эпизодическим персонажем на минуту-две не совершено ошибки.

    Заслуга режиссера еще и в том, что он смело пошел на эксперимент, высадив на советскую кинопочву элементы классического американского вестерна, которые в той или иной мере неизменно будут присутствовать во всех трех фильмах про «… мстителей». Эти зерна прекрасно прижились и дали отличный «урожай» в виде на редкость захватывающего кинозрелища.

    Четверка главных героев, которых сыграли Виктор Косых, Михаил Метелкин, Василий Васильев и Валентина Курдюкова, вполне конкурентоспособна в плане популярности даже сегодня, когда уже прошло без малого 50 лет и появилось немало новых киногероев, а что уж говорить о тех временах! Все они сыграли как для подростков очень зрело, профессионально и убедительно, сформировав команду согласно распространенному канону. Так, здесь есть свой лидер и заводила, есть умный герой, рождающий креативные идеи, иными словами, мозговой центр, ну и легкая любовная история с поправкой на возраст персонажей.

    По правде говоря, не в курсе, планировали ли для себя большую кинокарьеру эти ребята, но роли в «Неуловимых…» стали для троих из них не только даром, но и проклятием, поскольку в других ролях их просто не видели. Случай вполне типичный, но этого не менее удручающий для актера. С одной стороны у тебя прекрасно исполненная роль, которой ты действительно отдал частицу себя, вложил очень многое, а с другой — именно потому, что ты с ней так сроднился, каким-то другим персонажем тебя просто не видят, и ты подчас остаешься одним героем на всю жизнь. В результате неплохую карьеру в кино сделал только Виктор Косых. Проекты, в которых участвовали Михаил Метелкин и Василий Васильев, вряд ли можно назвать серьезными работами при всем уважении к их создателям, а Валентина Курдюкова так и вовсе, кроме «Неуловимых…», больше нигде и не снималась, оставшись для всех Ксанкой.

    Очень интересными и не схематичными вышли в фильме и «плохие» персонажи, за что, конечно, огромное спасибо актерам, их сыгравшим, — Владимиру Трещалову (Лютый) и в особенности несравненному Ефиму Копеляну — не знаю, кто бы еще мог так талантливо сыграть батьку Бурнаша.

    Одну из своих лучших ролей исполнил в фильме «Неуловимые мстители» и Борис Сичкин. Его обаятельный Буба Касторский запоминается всем.

    Не отстала и замечательная музыка Бориса Мокроусова, став визитной карточкой ленты, ее «позывные» ни с чем не спутаешь, тема в начале — так это вообще шедевр!

    В свете сегодняшнего кризиса идей и появления все новых и новых римейков и сиквелов лучших советских картин, создателнй которых, увы, преимущественно иначе как ремесленниками от кино трудно назвать, за «Неуловимых мстителей» можно быть спокойным — они получили прививку временем. Эти фильмы принадлежат тем эпохам, о которой рассказывают и в которую снимались. Очень хочется надеяться, что на них не будет посягательств со стороны пусть даже и талантливых, не говоря уже о бесталанных, режиссеров. Пусть эти фильмы останутся в своем времени. Там они на своем месте, и, наверное, именно поэтому их до сих пор помнят и любят.

    7 из 10

    11 сентября 2012 | 19:54

    А ты ведь чертёнок, поди и панихидку по мне справил!?
    Да что вы дядя Сидор, вы меня спутали с кем-то ©

    «Неуловимые мстители» — легендарное советское кино снятое Эдмондом Кеосаяном.

    Наверно поколение постарше может больше поведать об этом фильме, но постараюсь и я, вкратце выразить своё восхищение.

    Фильм по праву можно назвать историческим, ведь в его основы легли события гражданской войны 1917-1922 года. Из учебников историй все мы прекрасно помним что страна была поделена как-бы на два лагеря. Одних звали «красные», другие гордо носили имя «белые». Я не буду сейчас вдаваться в глубокие исторические подробности, тем более фильм ими не изобиловал. Хотя конечно с такой интерперетаций содержания фильма, я не совсем согласен, но об этом чуть позже.

    Нам богазали совсем юных ребят, которые прозвали себя мстителями, и вели непремиримую войну с отрядом белых. Яшка-цыган, Валерка, Данька и Ксанка — вот она настоящая бригада смелых и отчаянных ребят. Их имена надолго остались у нас в памяти. Многие скажут что у этих актёров, дальше по-большому счёту не было больших ролей. Да, а зачем? Я всегда придерживался тезиса о том, что лучше сняться в одном фильме, так чтобы тебя запомнили на века, чем в сотни, где о тебе никто не вспомнит. Молодцы, ребята сыграли выше всех похвал. Ну кроме всего прочего в этом фильме очень сильные второстепенные персонажи. Например в самом начале фильме жгучая цыганка, я и не сразу догадался что это Инна Чурикова. Или Савелий Краморов, персонажа которого не цитировал только ленивый: а вдоль дороги мёртвые с косами стоят, и тишина. А куплетист-одессит Буба Касторский, роль которого исполнил Сичкин, он стал настоящим символом сериала, хоть и не играл главной роли. Но и мой любимый персонаж Сидор Лютый, в исполнений Владимира Трещалова. Вот уж всем атаманам, атаман. Жаль что дальше не получилось развить свой талант. Вот честное слова, актёры от бога.

    Само кино смотрится просто великолепно. Какая динамика, как поставлены сцены погонь. Настоящее живое кино, не то что сейчас, всё компьютерной графикой заросло, уже и люди в роли атёров, скоро будут не нужны. Помните сцену с горящим паровозом? Просто блеск! И это в 67-ом году.

    Единственно что меня немного разочаровало, это однобокость содержания, о котором я писал в начале отзыва. Ведь это была гражданская война, где брат против брата. Свои воевали со своими. Просто у враждующих было разное видение дальнейшей судьбы их страны. И говорить что белые офицеры настоящие негодяи, я бы не стал, это не правильно, и те, и другие были единым целым, некогда вместе давая отпор агрессору в первой мировой. И вот в недавнем фильме «Адмирал», нам показали немного иное видение той войны. Как говорится, у каждого была своя правда.

    Ну а в целом отличное советское кино, пополнившее «золотой фонд» мирового кинематографа.

    А казачок-то, засланный! ©

    10 из 10

    2 ноября 2011 | 21:55

    Не может не радовать тот факт, что у фильма «Неуловимые мстители» не только высокий рейтинг, но и ни одного отрицательного отзыва. Заметьте, ни одного. По эпичности показанных событий, картина роскошная и шикарная одновременно. По силе воздействия и тем эмоциям, полученным во время и после просмотра, аналогичная ситуация. Блестяще разыгранный спектакль. Одна из лучших картин советского кинематографа, а уж 1966 года — точно лучшая! Почему ? А потому, что наш народ за здорово живёшь не проведёшь, и на сивой кобыле не объедешь. Он умеет ценить настоящее искусство!

    Четверо отчаянных и дерзновенных ребят, в лице трёх мальчишек и девчонки, сумели сделать то, что некоторым шпионам и диверсантам не под силу. Они сумели пробить брешь не просто в той армии против которой вели свой бой, но и в сознании людей. Не одно поколение воспитано на подвиге этих ребят, не одно. А ведь жизнь у них была, ой какая, не приведи кому. Как не вспомнить сцену, когда герой Владимира Трещалова Сидор Лютый порол Даньку. Сколько желчи и агрессии, сколько ненависти у в общем-то крутого чубатого мужика к этому пареньку. А всё потому, что в свои годы у Даньки (Виктор Косых) характер крепче, вера твёрже, чем у этого прожжённого «хлопца». А половодье чувств и буйство Яшкиных цыганских глаз ! Где вы ещё такое встретите ? Равно как и антигерои. Как вам слеплен образ Бурнаша Ефимом Копеляном ? Отрицательная харизма, это тоже между прочим харизма.

    И не только актёрами берёт этот кино, хотя конечно это одна их главных составляющих успеха. Ведь и сценарий такой, что не подкапаешься. Всё отточено до мелочей. Смотришь и сердце радуется. И конечно замечательнейшая режиссёрская работа Эдмонда Кеосаяна! Придумал Эдмонд для Даньки (Виктора Косых) легенду и завертелась карусель красных дьяволят. И не последнюю роль Буба Касторский сыграл. Борис Сичкин просто красава! И куплеты споёт и недруга по кумполу отоварит. И всё это у него легко и непринуждённо. И ведь не мечется человек в своей жизни: знает чью сторону надо занимать. Хоть и артист-куплетист. Так-то. И конечно та самая известная песня, которая вспоминается сразу. Такие люди были и они шли на помощь не только, когда их звали и когда им шептали…

    10 из 10

    20 сентября 2014 | 16:22

    « Ворон зловещий над степью пусть не кружит, мы ведь целую вечность собираемся жить…» (с)

    С невероятной популярностью этого фильма у советского зрителя, наверняка сравниться может лишь «Чапаев» братьев Васильевых и ранние комедии Гайдая. Почти полвека уже прошло, а этот советский вестерн (или как этот жанр у нас тогда называли — «истерн») до сих пор любим зрителем. На приключенческой картине про юных красноармейцев, в нашей стране выросло уже не одно поколение. Причём фильм не растерял своего обаяния и после краха коммунистической идеологии, а это значит, что есть в нём что то такое, что понятно совершенно любому зрителю. В этом главное отличие данной ленты от уймы подобных, снятых в те годы приключенческих картин о Гражданской Войне. Можно вспомнить схожие по тематике и народной любви картины. Они есть, хотя их и не много. Первым делом на ум пришла лента Владимира Мотыля о товарище Сухове, её так же часто повторяют по телевидению, и до сих пор с интересом пересматривают зрители. Вторым идёт драматический вестерн — дебютный фильм Никиты Михалкова про мытарства облыжно обвинённого красноармейца Шилова. Ну вот кажется и всё, если не считать столь же удачные, как бы теперь сказали сиквелы данной ленты, снятые всё тем же Эдмоном Кеосояном, два и пять лет спустя соответственно.

    Сегодня мало кто знает, что легендарные «Неуловимые Мстители» в своё время были не только лидером проката (в Советском Союзе картину посмотрело рекордное количество зрителей — более 50 миллионов человек!), но так же и первым, как сейчас его назвали бы — ремейком. Ну или повторной экранизацией. Дело в том, что ещё на заре советской власти, писатель Павел Бляхин издал повесть «Красные Дьяволята», в которой главными героями были обыкновенные подростки — сироты, вступившие в борьбу с бандитами — анархистами и беляками. Несколько лет спустя, ныне неизвестный режиссёр Иван Перестиани снял по ней одноимённый фильм. Ныне немые «Красные Дьяволята» 1923 — его считаются архаикой (хотя иногда всё же демонстрируются по ТВ). Но совершенно точно, про них давно забыли бы, если бы не успех повторной экранизации (весьма вольной) той повести в 1966 — ом году. Осуществил новую постановку этой повести, сняв приключенческий, цветной и широкоэкранный (тогда это было ещё в новинку) фильм — молодой кинорежиссёр Эдмонд Кеосоян (отец ныне известного Тиграна Кеосояна). Примечателен тот факт, что снят фильм был с неизвестными артистами не только во второстепенных, но и в главных ролях. Не считая Ефима Капеляна, который сыграл роль атамана Бурнаша, самыми известными, уже после выхода картины стали Савелий Крамаров, исполнивший роль комического персонажа — солдата Илюхи, рассказывающего про «мёртвых с косами»; и Борис Сичкин — исполнитель роли одесского артиста — куплетиста императорского театра драмы и комедии Бубы Касторского. Даже сыгравшие четвёрку «мстителей» — ныне малоизвестны широкому зрителю. Просто, помимо снявшегося ещё в картине Элема Климова «Добро Пожаловать или Посторонним Вход Воспрещён» Виктора Косых (Данька Щус), остальные ребята: Михаил Метёлкин (Валерка), Василий Васильев (Яшка — цыган) и Валентина Курдюкова (Ксанка) — в дальнейшем предпочли не связывать свою судьбу с кино. Судьбы ребят сложились по разному; кто то нашёл себя в жизни, кто то по заверениям газет 90-ых спился… Но на экране они всегда будут вместе, и навсегда останутся в памяти зрителей молодыми, ловкими и отважными мстителями — борцами за справедливость и защитниками обиженных белогвардейскими бандитами крестьян из Украинских степей…

    Сюжет повествует о том, как друзья — трое мальчишек и одна девчонка ведут подрывную деятельность глубоко в тылу врага, защищая местных крестьян от бандитского произвола в годы Гражданской Войны. Ребятам не важно то, что они происходят из разных слоёв населения: Данька и его сестра Ксанка из крестьян, Яшка — цыган без роду без племени, а Валерка — вообще дворянского рода и бывший гимназист. Они — верные и преданные друзья, готовые рисковать жизнью друг за друга, и вместе идти до конца. Помимо дружбы, авторы сценария привнесли в сюжет и немного юношеской романтики (Яшка влюблён в Ксанку, хотя и не решается этого сказать в открытую). И это не мешает ребятам быть друзьями. В центре сюжета, история внедрения Даньки под видом молоденького казачка в банду батьки Бурнаша. Но многим запомнится и финальное спасение будённовского поезда с провизией для красноармейцев, который решили разграбить «бурнаши». В самом конце ленты герои предстают перед легендарным усатым командармом, который зачисляет их (даже Ксанку) в свою Первую Конную…

    В картине много постановочных каскадёрских трюков: скачек на лошадях, прыжков, беготни по крышам, перестрелок, рукопашных драк и погонь — всё это мастерски поставлено и до сих пор радует зрителя. Тогда же, в середине 60-ых «Неуловимые Мстители» казались вообще шедевром приключенческого кино и были «крутым блокбастером». Если второе спустя 50 лет ещё можно оспорить, то первое — чистая истина. Несмотря на сменившуюся идеологию, прошедшие годы и казалось бы полную не актуальность, фильм Эдмона Кеосояна по прежнему продолжают смотреть зрители, в том числе родившиеся много позже Перестройки.

    Дело в том, что сам фильм не призывает вступить в ряды партии, не навязывает большевистские идеалы и не является советской пропагандой. По сути в нём нет и ощущения братоубийственной войны (хотя сама атмосфера конца 10 -ых, начала 20 -ых передана безупречно); герои воюют с бандитами у которых вообще нет ни каких убеждений, кроме анархии и вседозволенности, которые только прикрываются служением Белой Гвардии, а попросту являются грабителями и тунеядцами. Они без дела кочуют по окрестностям и забирают у и без того голодных крестьян скотину. Поэтому, даже симпатизирующий белогвардейцам зритель, в сложившейся ситуации «перейдёт» на сторону будущих красноармейцев.

    Отличная музыка композитора Бориса Мокроусова, вместе с стилизованной под старину песен неуловимых — создают на экране несколько поэтизированное (на подобие как в том же «Своём Среди Чужих…») воспоминание о Гражданской Войне. Сценарий написанный Сергеем Ермолинским в содружестве с самим Эдмоном Кеосояном очень прост и лаконичен. Чёткое деление на «чёрное» и «белое» не является поверхностным и слабым, на оборот — то, что авторы избежали полутонов и «оттенков серого» позволило им создать такое яркое и необычайно выразительное произведение. Операторская работа Фёдора Добронравова вообще стоит на одном уровне с постановщиками голливудских вестернов того времени (хотя сегодня и заметны некоторые комбинированные съёмки экшен — сцен). Но если честно, то у одного из любимых с детства фильмов даже и не хочется искать недостатки. Поэтому моя оценка:

    10 из 10

    20 апреля 2015 | 06:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    книга, 154 руб.
    подробнее

    Новости


    Советский актер Виктор Косых, прославившийся еще в юном возрасте благодаря картинам «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Неуловимые мстители», скончался в возрасте 61 года. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 24—26 сентября

    «В фильме чувствуется явное желание… «американизировать» русскую действительность…» (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 341 282 042
    2.ВыжившийThe Revenant12 779 530
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens11 116 684
    4.И грянул штормThe Finest Hours10 288 932
    5.Миссия в МайамиRide Along 28 426 610
    29.01 — 31.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3372 163 725
    2.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa67 394 505
    3.5-я волнаThe 5th Wave53 525 214
    4.Статус: Свободен37 280 311
    5.ВыжившийThe Revenant35 685 759
    29.01 — 31.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 741 205299 536
    Деньги720 000 641 руб.82 623 719
    Цена билета262,66 руб.1,62
    29.01 — 31.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.350
    71.Летят журавли8.343
    72.Гран ТориноGran Torino8.339
    73.Человек дождяRain Man8.337
    74.ИзгойCast Away8.335
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Великолепная семеркаThe Magnificent Seven91.42%
    37.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II91.33%
    38.Боги ЕгиптаGods of Egypt90.91%
    39.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 390.80%
    40.Книга джунглей: НачалоJungle Book: Origins90.75%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Терминатор: ГенезисTerminator Genisys375
    И грянул штормThe Finest Hours10
    В центре вниманияSpotlight21
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 320
    Омерзительная восьмеркаThe Hateful Eight123
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.793
    И грянул штормThe Finest Hours7.531
    30 свиданий6.169
    Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa6.633
    ВыжившийThe Revenant7.982
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ДэдпулDeadpool11.02
    В центре вниманияSpotlight11.02
    Лазурный берегBy the Sea11.02
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    премьеры