всё о любом фильме:

Месть

Hævnen
год
страна
слоган-
режиссерСюзанна Бир
сценарийАндерс Томас Йенсен, Пер Нильсен, Сюзанна Бир
продюсерСиссе Граум Олсен, Карен Бентзон, Томас Эскильссон, ...
операторМортен Сёборг
композиторЮхан Сёдерквист
художникПитер Грант, Манон Расмуссен, Лене Эйлерсен, ...
монтажПернилла Беч Кристенсен, Мортен Эгхольм
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Дания  449.2 тыс.,    Швеция  194 тыс.,    Испания  173.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время119 мин. / 01:59
Сорокалетний Антон возвращается в родную Данию, много лет проработав в африканском лагере для беженцев. Долгие годы среди чужого горя научили его никогда не отвечать насилием на насилие. Даже когда местный автомеханик беспричинно избивает Антона, тот сдерживает гнев. Кажется, что конфликт исчерпан, но тут его сын Элиас вместе со своим другом Кристианом решают отомстить за отца.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
77%
89 + 26 = 115
7.1
в России
75%
3 + 1 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Для того чтобы окупиться, фильму было достаточно трёх недель проката в датских кинотеатрах.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2275 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Если вас или кого-то другого обидели, сделали очень больно, оскорбили, унизили, причинили зло, как вы поступите, что будете чувствовать? Смиритесь с тем, что случилось, подставите и правую щеку? Или же захотите отомстить, зло за зло?

    Нет, не спешите с ответом. Сначала посмотрите эту замечательную глубокую драму. А потом…

    Потом еще раз задумаетесь над тем, что в жизни все ой как непросто. Тяжело делать выбор, трудно противостоять злобе, а еще сложнее прощать.

    Фильм очень непростой. Во-первых, режиссер попытался рассмотреть со всех сторон, вывернуть наизнанку одно из страшнейших человеческих чувств — жажду мести. Не просто «чувство мести», а именно жажду. Когда глаза, ум и сердце жжет желание сделать так же больно, так же плохо. И только это может помочь, как глоток ледяной воды человеку, которого сжигает солнце.

    А во-вторых, дети. Именно они, невинные дети, цветы жизни, являются героями фильма, которых поглотило это разрущающее желание. Нереально сложно смотреть. Видимо потому серьезней все воспринимаешь, задумываешься.

    Взрослые привыкли представлять детей беззаботными, веселыми, играющими, забывая, что у них есть свои проблемы, разочарования, обиды. Они так же ощущают совершенно разные эмоции, и хорошие, и плохие, у них та же жизнь, просто поменьше ответственности и опыта.

    Действительно, страшно смотреть на детей, которыми движет месть. Если взрослому тяжело принять решение в такой ситуации (что так же очень ярко показал фильм), то каково ребенку? Еще страшнее, когда родители этого не понимают, не замечают, или «слишком устали, давай поговорим завтра». А завтра может быть слишком поздно.

    В общем, режиссеру удалось снять отличный фильм и показать все «за» и «против», когда дело касается мести.

    Оправдывает ли цель средство или нет, каждый решает сам. Ситуации бывают разные. Но мысли, о том правильно ли ты поступил, побеспокоят не раз…

    10 из 10

    Кстати, какой ваш ответ? Как поступите именно Вы?

    26 апреля 2014 | 23:38

    Мучительно и страшно умирая от рака, мать отравляет сознание своему маленькому сыну всей той злобой, которая бурлит в ней в последние дни ее жизни. Спустя некоторое время этот мальчик защитит своего нового школьного приятеля от обидчиков, избив главаря дворовой банды палкой и пригрозив ему ножом. Так общие представления о справедливости сформулируются для совсем еще юных Кристиана и Элиаса в понятие мести в духе Ветхого завета: избей своего обидчика, чтобы он никогда больше не посмел до тебя дотронуться.

    Одновременно с этим Антон, отец одного из мальчиков, своим примером показывает совершенно противоположное и пытается научить детей милосердию, руководствуясь христианским принципом из Нового завета и подставляет под удар вторую щеку в прямом и переносном смыслах. Но во время его врачебной практики в одной из африканских стран к нему на операционный стол одна за другой попадают женщины с разрезанными животами. Жители деревни знают точно, кто совершает эти преступления, но ничего не могут поделать из-за могущественности подонка. Антону предстоит столкнуться лицом к лицу с жестокостью, проявленную в высшей форме, когда его пациентом становится тот самый убийца.

    Режиссер Сюзанн Биер взяла себе за правило доводить до слез всех зрителей женского пола и даже особо чувствительных мужчин. Фильмы ее пронзительны и эмоционально точны. Обычно она сама пишет сценарии к своим работам, потому картины ее отличаются особой правдоподобностью и неожиданностью конфликта.

    В своем новом фильме «Haevnen» («Месть») Биер берет ветхозаветное правило «зуб за зуб» и сталкивает его с новозаветным «подставь вторую щеку». Не просто бесстрашно, а даже вызывающе снимает она как взрослых, так и детей крупным планом, практически хирургически вскрывая все обиды и страхи героев. Она выбрасывает в зрительный зал разоблачения, дотягиваясь от диких конфликтов в отдельно взятых африканских странах, где развитие цивилизации остановилось еще до Рождества Христова, до проблем в современной скандинавской школе.

    Главным недостатком «Haevnen» может быть то, что это фильм-урок — и нравоучительность его слегка раздражает. Однако напряженность сюжета, который в определенный момент зашкаливает уровень другого известного датчанина — Ларса фон Триера, синтезированная с продуманностью этого сюжета, делают новую работу Сюзанны Биер вполне достойной номинации на «Оскар» за «Лучший иностранный фильм». Ей бы еще научиться выравнивать свои истории, не делая их к финалу слишком упрощенными, и во время просмотра рыдали бы и все без исключения представители мужского пола.

    18 ноября 2010 | 12:12

    История двух семей, сообщающихся между собой юными отпрысками и волей случая вовлечённых в общий конфликт с третьим лицом. Ситуация, когда один пацан берёт другого «на слабо» и к чему всё это приводит. Такой казалось бы на первый взгляд нехитрый расклад сюжета, если не переводить описание в спойлер, предстаёт перед внимательным зрителем. Это повесть о мести- заявляет нам название фильма. Ой ли…

    В эпоху апокалиптических изменений в человеческих отношениях, когда «ячейка общества» этим самым обществом отторгается, ожидать что новоявленная поросль будет лучше их породившей, вряд ли приходится. Этот фильм чётко фиксирует деградацию внутрисемейных связей, когда на фоне разрушения полноценных браков и родительского отчуждения, происходит самостоятельное вовлечение детей в социум и приобретение ими защитной реакции, от этого грубого внешнего мира- жесткосердности.

    Что может быть символичнее, чем фильм о догматике снятый в стилистике фонтриеровской «Догмы», с её неустойчивой камерой и отсутствием репетиционных мизансценировок, естественностью привносящей в кадр дыхание жизни. А если помножить это на дух бергмановско-дрейеровского «христианского кинематографа», хорошо засевшего в гены любого скандинавского постановщика, то лента становится не рассказом о справедливости, а притчей об ответственности.

    Христианство- идеальная индивидуальная форма бытия и морали, но только что- индивидуального следования. Подставить щёку за себя не трудно, но что делать когда задевают твоих близких и родных, вот тогда то все прямые установки и летят в тартарары, заставляя человека включать собственное сердце и совесть…

    Да, желание правосудия- это природный инстинкт. Справедливости на земле не было, нет и не будет никогда, да Бог нам её и не обещал к слову сказать. Задача человека- другими методами подходить к проблемам и постигать мир силами любви.

    Что же до фильма Сюзанны Бир, то и здесь есть небольшой изъян. Добавила она в своё «авторское варево» ложку «Пепси-колы». Просчитывающаяся на раз сцена перед взрывом, с параллельным монтажом, это уже что называется- манипуляция по-голливудски!

    8 из 10

    14 июня 2011 | 17:48

    Мстить или не мстить, вот в чём вопрос. Кто прав — фон Триер или Сюзан Бир? Что больше похоже на правду жизни: торжество гуманистического непротивления злу, как у Бир, или пафос разоблачительного финала «Догвилля». Вроде бы, оба правы: и то, и другое имеет место в жизни.

    Режиссёр Сюзанна явно на стороне своего героя шведа. Фильмом она восхваляет его гуманистическую позицию. Победа за современной мировоззренческой концепцией европейского общества: гуманизм, вот наш Бог. Бога для европейцев нет, но можно и без него прекрасно жить, надо просто быть хорошими людьми, добрыми, неагрессивными, прощающими. И тогда всё будет хорошо. Вот как в фильме. Агрессия и мстительность наказаны, доброта и гуманистические методы решения конфликтов победили.

    Но швед мне не нравится, он такой умилительно добренький. Знаем мы таких. Первый расстреляет тебя из автомата, когда будет сыт по горло «всем дерьмом этого мира». Я сама такая — отчасти.

    И Триер это показал. А Сюзанна обманывает себя и нас.

    Подставить вторую щёку нужно внутренне, а не наружно. Подставить щёку — это означает любить. Любить нужно внутри, а не снаружи. Любящая мать делает больно нашкодившему ребёнку — потому что любит и заботится воспитывая. А гуманистическое враньё говорит: не смейте наказывать ближнего, не смейте быть агрессивными, ибо человек — самое дорогое, самое важное. Гуманистические идеалы, оторванные от родившей их когда-то религии, становятся самым разрушительным оружием. И «Догвилль» это показывает, а «Месть» не хочет этого видеть.

    «Любите врагов ваших» — библейская Заповедь. Девиз Сюзанны: «Не наказывайте врагов ваших». Акцент не на внутреннее принятие, а на внешнее бездействие. Герой ведь не любит ни оскорбившего его автомеханика Ларса, ни африканского бандита. Скорее ненавидит. Если бы любил — искренне отшлёпал бы обоих. Любовь освобождает руки и язык, а ненависть и осуждение сковывают. Но есть и крайняя форма ненависти, которая внешне выглядит, как справедливое наказание. Огромная накопившаяся ненависть, рано или поздно прорывает плотину самосохранения и скованности, ложного смирения. И тогда люди берут автомат и мочат всех подряд. Или отдают на растерзание толпе, не попытавшись заглянуть в душу злодея и понять его. Или взрывают автомобили обидчиков. Лживый гуманизм родителей порождает таких вот угрюмых детей-мстителей. Или сыновей с огромной внутренней агрессией, но внешне безответных, над которыми все издеваются. Дети — сверхчуткие создания. Дразнят всегда того, кто внутренне агрессивен, каким бы безответным снаружи он ни был. Швед ничуть не лучше маленького мстителя со сжатыми губами.

    Профессия героя — символична. Современная медицина гуманистического общества — такой же угрюмый мститель с добреньким лицом. Западня.

    6 из 10

    6 августа 2011 | 12:05

    В каком мире мы живем? Многие, я думаю, не раз задавались этим вопросом. Но есть ли истинно верный ответ? И так ли мы будем рады его услышать? Жестокость, насилие, обман, коррупция. И многое другое. Не тот путь выбрало человечество для своего дальнейшего развития. Итак, «Месть (В лучшем мире)».

    Око за око, зуб за зуб. Раньше это был закон жизни, и все ему подчинялись. Потом посчитали его слишком бесчеловечным и отказались от столь жесткой меры наказания. Но стало ли лучше от этого? Изменились ли отношения между людьми? В наше преступное время, когда ты не совсем уверен, что можешь чувствовать себя в безопасности, что-то в это не верится. Эта история своего рода урок любви, сострадания и прощения для всего человечества.

    В основе этой картины история трех героев. Кристиан — подросток, рано потерявший свою мать, оставшийся с отцом, человеком, который хоть и любит его, но не способный дать ему истинно верные знания в понимании жизни. Кристиан растет сам по себе, живя практически по законам улицы. Сам по себе он человек добрый, чуткий отзывчивый и чувствительный (это мы поймем постепенно, в течение просмотра). Но он видит лишь мнимую действительность, ему кажется, что все его поступки, как бы не были они жестки, идут лишь на пользу ему и окружающим. Но это-то пока что лишь мелочи, за которыми трудно разглядеть истину. И лишь по-настоящему страшная трагедия открывает ему глаза на себя самого и на последствия его деяний.

    Эллиас — мальчик замкнутый, постоянно подвергающийся издевкам, человек с чистой и непорочной душой. В этой истории он оказывается на распутье. С одной стороны он верит в правоту Кристиана, ибо сам мог убедиться в действенности его методов (после помощи Кристиана его оставляют в покое школьные хулиганы). Но не стоит забывать, что это были всего лишь мелочи. С одной стороны Кристиан доказывает ему, что лишь открытыми, порой жестокими методами можно добиться справедливости и отомстить обидчику. С другой отец учит его тому, что жестокостью не добьешься ничего, жить в таком мире не будет иметь смысла. Эллиас разрывается, принимая то одну, то другую сторону. Опять же до поры до времени. Лишь потом он понимает, кто на самом деле оказался прав.

    Антон — отец Элиота. Человек, с медицинским образованием, избравший своей «миссией» в жизни оказание медицинской помощи отсталым племенам Африки. Человек пацифистских взглядов, не сомневаюсь, что верующий, он видит в жестокости и насилии, каким бы правым делом они не казались, отсутствие смысла.

    Ты ударил его, он ударил тебя, ты снова ударил его. Вот так и начинаются войны.

    Какими простыми кажутся эти его слова, но сколько в них правды и смысла. Именно он главный герой этой истории. Целью своей жизни он избрал безвозмездную помощь другим людям, во многом при этом жертвуя отношениями со своими сыновьями и женой. Но в один прекрасный момент он осознает, что не может помочь этим людям. И он понимает, что начать он должен со своих детей, ведь, стремясь сделать мир лучше для других, он не замечает, что его собственный сын сворачивает с чистой тропы жизни и ступает на темную. В этом и кроется истинная причина всех бед. Во взаимоотношениях между родителями и детьми, между супругами. Это основа жизни человека. И если она дает трещину, не всегда стоит ждать, что ребенок вырастет человеком рассудительным и добрым.

    Каждый из героев имеет свои достоинства и недостатки. Каждый из них в чем-то ошибается, а в чем-то оказывается прав. Но волей одного страшного (но так ли это на самом деле) случая, они, наконец, находят ответы на вопрос — «а как жить дальше?».

    Такая на первый взгляд простая истина кроется в этом драматичном, в чем-то трагичном, но, несомненно, светлом фильме. Но почему-то так сложна она в понимании. А может все дело в человеке, в каждом из нас? Ведь достаточно всего одного шага в осознании своей жизни, ее правильности или порочности. Если каждый на Земле сделает этот шаг, то может, когда-нибудь, мы сможем жить в том, другом, в лучшем мире.

    И ОСКАР кажется лишь малой наградой за эту картину.

    10 из 10

    31 мая 2011 | 15:02

    Случайно или нет, но так получилось, что сразу после фильма «Как велит Бог» я познакомился с картиной «Месть», совершенно заслуженно выигравшей «Оскара-2011» и «Золотой глобус-2011» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

    Кинолента начинается с двух параллельных сюжетных линий:

    Где-то в кенийской пустыне находится полевой госпиталь, в котором работает доктор Антон. У него очень много забот. В условиях дикой африканской местности очень часто случаются конфликты и бандитские стычки, в результате которых страдают невинные жители. Но больше всего к нему приносят беременных женщин со вспоротым животом. Оказывается, местному «боссу» аборигенов доставляет удовольствие делать ставки, какого пола родится ребёнок…

    В Данию приезжают отец и сын, недавно потерявший болевшую раком мать. Кристиан замкнут и зол, не разговаривает с отцом, считая, что в смерти матери повинен отец. В новой школе Кристиан знакомится с одноклассником Элиасом, отец которого и есть тот полевой доктор Антон. Жизни двух семей пересекаются…

    Прежде всего, скажу самое простое и главное — кино очень понравилось.

    Во-вторых, очень высоко оцениваю актёрскую работу, без которой «Haevnen» не получилась бы такой, какая есть. Замечательные молодые актёры, играющих во много раз талантливее некоторых именитых звёзд.

    Месть — это всего лишь название. Сказать, что кино о мести как таковой, нельзя. Это кино обо всём. О всех человеческих чувствах, слабостях, достоинствах и недостатках. О всех явлениях в человеческих взаимоотношениях. Что ни возьми — любовь и ненависть, дружба и ссора, сопереживание и равнодушие, доброта и гнев, месть и прощение, храбрость и трусость, целесообразность и безрассудность, честность и ложь, и так далее — всё можно наблюдать в одном фильме длиной в два часа. И самое главное, что всё в «Мести» собрано так целостно и гармонично, что создаётся впечатление: ты сам один из героев и с тобой происходят показанные события. Я считаю, в этом и есть уникальность фильма. Зритель «Мести» является не созерцателем, а участником всего происходящего на экране…

    Но для меня «Месть», прежде всего, стала фильмом о прощении. Об умении человека простить всё, даже то, что почти невозможно простить. И об истинном раскаянии, о преодолении себя, о том, как на самом деле легко попросить прощения…

    Для меня датский фильм «Haevnen» стал чем-то большим, нежели просто кино. Надеюсь, что многие со мной согласятся, что эта кинолента — испытание для души, настоящее откровение. Откровение перед собой, когда ты можешь понять, кто ты есть на самом деле.

    Посмотрите фильм. Откройте душу.

    10 из 10

    21 апреля 2011 | 21:53

    Интересно, каким бы был наш мир, если бы все отвечали друг другу за обиды тем же? Фильм повествует о том, что месть разрушительна в любом случае, даже если она оправдана и вполне справедлива.

    В центре истории трудный ребёнок, который страдает от одиночества и непонимания. Кристиан проходит сложный период после смерти матери, он рано повзрослел и это чувствуется во всём, в его поведении, взгляде и даже в походке. Последние моменты болезни были очень мучительными для всей семьи, в особенности для отца и Кристиан счёл это слабостью, на фоне этой трагедии он объявляет войну несправедливости и слабости в любом её проявлении, но сможет ли он управлять своим собственным стремлением?

    Все на отлично справились со своими ролями, в особенности Вилльям Йенк Нильсен, ему удалось так хорошо передать эмоции своего образа, мальчика, который рано стал мужчиной. Я уже давно знакома с Трине Дюрхольм, но только начиная с этого фильма, она стала открываться для меня, как хорошая актриса, здесь её роль очень значимая и она справилась с ней. Также порадовал Микаэл Персбрандт, он точно попал в образ, ему искренне веришь.

    «Месть» — это хорошая драма, которая заставляет о многом задуматься, приоткрывает вечные проблемы жизни в обществе и преподносит ценный урок в конце.

     — «Нельзя вот так приходить и бить людей, это ни к чему хорошему не приводит, представляешь в каком мире мы бы жили, да он придурок и если я его ударю, я тоже стану таким же придурком.» © Антон.

    8 из 10

    26 апреля 2015 | 11:31

    Доктор, хирург, швед по национальности выполняет миссию Красного Креста в какой-то Богом забытой африканской провинции. Здесь жарко и пыльно, выжженная земля и очерствевшие души. Нестабильный политический режим даже не пытается хотя бы что-то наладить, и власть принадлежит некоему Большому Человеку, на спор вспарывающему животы беременным женщинам.

    Параллельное действие разворачивается в благополучной Дании. У хирурга — жена, с которой он в медленном состоянии развода, и двое детей. Старшему не дают прохода в школе: известная детская жестокость, основанная на унижении. И, наконец, третья группа героев: подросток Кристиан, только что приехавший с отцом из Англии, где они схоронили умершую от рака маму (жену). Кристиан заступается за Элиаса, а, поскольку новый школьник являет совершенно иной психологический тип, картина начинает двигаться к неизбежной драме.

    Да, европейский кинематограф по-прежнему уверенно противостоит всепобеждающему Голливуду. Пусть его картины широко известны в узких кругах, пусть в большинстве случаев не добираются до массового экрана, они все равно находят зрителя. А уж найдя… Вгрызаются в сознание мертвой хваткой.

    Хотя с точки зрения мастерства Голливуд, наверное, являет образцы более уверенные. То ли это хорошо, то ли… надоело.

    В скандинавском «постБергмане» — непростые вопросы, психологизм, семейные взаимоотношения, расовые… Основное же — из книги веков, один из важнейших ее постулатов: что делать, если тебя ударили по правой щеке? Подростки выбирают месть. Антон (хирург) — непротивление. Но до какой границы, в принципе, возможно терпение? И что значит победить?

    В лагере беженцев Антон побеждает. Доктор не поступается принципами. А когда в отчаянии поступается… побеждает снова.

    В Дании у Кристиана нет ни тени сомнения. Закрывшаяся в колючий кокон, уязвленная семейным испытанием душа (смерть матери) максималистки жаждет расплаты. А потом наступает отчаяние.

    И непростые семейные отношения тут же. Идеально совершенный доктор имеет явные проблемы с женой, положительный отец Кристиана — с совершенно не принимающим сыном.

    Вот такой клубок мягких противоречий. Он катится под медленный завораживающий лейтмотив, музыкальный, или же видовой (в фильме большое количество потрясающих «открыток»!), чтобы в конце концов взорваться. Хорошо история закончится или плохо — в данном случае вопрос принципиальный, но здесь ответ будет спойлером. Пусть новый зритель ждет, надеется и верит.

    Финал картины выглядит ровно так же, как начало: бегущие за Антоном дети, пыль, жара и голоса, обращенные к доктору: «Здравствуй! Как дела? Как самочувствие?» Видимо, это то, что доктор обычно и спрашивает. То, что здесь дарует детям жизнь.

    И я, как зритель, адресую тот же вопрос внутрь себя. Он риторический, но «лечение» все равно происходит. Ведь иногда бывает важным не столько получить очевидный ответ, сколько вовремя задать вопрос.

    Спасибо Сюзанне Бир.

    Кстати, как ваше самочувствие?

    У меня, кстати,

    8 из 10

    14 июня 2011 | 08:38

    «Месть» — довольно сентиментальная семейная драма датского режиссера Сюзанны Бир, взявшая в этом году «Оскар» и «Золотой глобус», оставив позади разрекламированный мексиканский «Бьютифул».

    В семейной жизни, старина, солнце светит не каждый день! (Марк Леви)

    Так повелось, что одной из излюбленных тем европейского синематографа являются «драмы семейных войн», повествующие об отношениях между детьми и родителями, женами и мужьями, а так же, о нелегких этапах взросления и адаптации в социуме. Казалось бы, тема была исчерпана еще в прошлом веке, однако, среди режиссеров-современников находятся и «специалисты узкого профиля», специализирующиеся исключительно на семейных драмах. Вот и «Месть» не стала откровением и поводом для пересмотра семейных ценностей, но, в то же время, Бир удалось снять интересный фильм, не обремененный нагромождением лишних сюжетных линий. В центре повествования два семейства проживающих в Дании. Швед Антон работает врачом в африканском лагере для беженцев. Дома его ждет жена Мариан, отношения с которой разладились из-за измены (вскользь упоминаемой героями фильма), и двое детишек, одного из которых постоянно задирают в школе из-за кривых зубов и шведского происхождения. Еще одной «избитой» темой европейского кино является проблема насилия в школе. Элиас подвергается регулярному моббингу со стороны одноклассников, он не может найти в себе силы ответить обидчикам. Но неожиданно в учебном заведении появляется новенький, не разделивший позицию большинства и сдружившийся с Элиасом. Кристиан рано потерял мать и эта утрата наложила свой отпечаток на характер мальчика. Милосердие и жестокость сплелись в нем воедино. В отличие от безропотного Элиаса, Кристиан на первый же афронт со стороны местного задиры ответил бескомпромиссным насилием.

    Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. (Мф. 5, 39)

    Несмотря на отсутствие прямого религиозного контекста, фильм пропитан христианской моралью. Антон воспитывает своих сыновей на принципах, полностью отрицающих любое насилие. Агрессия лишь порождает новые проблемы — таково его кредо. Подобную позицию не разделяет Кристиан, считающий, что только силой можно достичь уважения. Внушаемый Элиас следует за Кристианом, впитывает его идеи и жаждет мести за отца, не ответившего на уличные побои. У мальчиков разное понятие возмездия. Для Криса месть — средство воздаяния за обиду, тогда как Элиас, постоянно унижаемый сверстниками, просто ищет в лице друга опору. Сюжетная фабула ленты разносит в пух и прах волюнтаристскую идеологию, основанную на слепой воле. Антон следует до конца клятве Гиппократа, не отказывая в помощи даже отъявленному бандиту и, подставляя под удар правую щеку, всегда чувствует себя победителем. Принцип «око за око» сделает мир слепым — этому суждению следует сценарист фильма Андерс Томас Йенсен.

    На протяжении всего экранного времени зрителю постоянно дают понять — если у тебя есть дети, смирись с тем, что ты ничего не знаешь об их жизни. Антон и Мариан настолько увлечены собственными отношениями, что в упор не замечают переживаний своего сына, связанных сначала с травлей, а затем уже с душевными метаниями между позицией отца и взглядами единственного друга. Картина частенько скатывается до уровня банальной мелодрамы — на фоне жесткого конфликта Кристиана с собственным отцом, «телефонные страдания» Мариан кажутся чем-то несерьезным и банальным. Причем хоть сколь упрекнуть актрису Трине Дюрхольм в отсутствии самоотдачи не выйдет, особенность скандинавских артисток в том, что они готовы выжать из себя все соки, лишь бы отыграть роль максимально правдоподобно. В конечном итоге, «Месть» оставляет крайне необычное послевкусие: зрителю демонстрируют все те же «слезы и сопли» с предсказуемым сюжетом и заезженным социальным контекстом, но при этом фильм смотрится на одном дыхании, чему способствует драматургия и режиссерский подход, исключающий лишние элементы. Даже второстепенной сюжетной линии об африканском террористе-изувере, являющейся иллюстрацией к раскрытию характера Антона, Бир уделяет крайне мало времени.

    Чисто визуально фильм приятен, хотя и тут без откровений. Да, планы красивые и домик на берегу озера дополняет и без того живописную картинку — принципиально новых операторских решений нет, но «классика» выполнена на пять с плюсом. Вот взять хотя бы те же африканские сцены, сопровождаемые весьма приятной уху музыкой — отличный пример визуальной передачи эмоционального фона, духа голодной и нищей пустыни, впрочем, счастливой по-своему. Кто знает, чем там руководствовались киноакадемики, когда выдавали «Оскары», быть может, решающую роль сыграла как раз чисто эстетическая сторона вопроса.

    Вывод: Скандинавский кинематограф знавал куда более глубокий анализ семейных отношений. «Месть» далеко не шедевр, но, в то же время, очень хороший фильм, заставляющий в очередной раз задуматься, насколько же хорошо мы знаем близких нам людей.

    8 из 10

    1 июня 2011 | 21:06

    Этот фильм датчанки Сюзанны Бир как-то невзначай напомнил о том, что настоящее кино должно быть поистине многогранным. История эта как паззл — состоит из нескольких деталей, но даже к каждой из них по отдельности нельзя относиться как бы то ни было однобоко. Затрагивая множество актуальных современных проблем, таких, как отношения отцов и детей, природа жестокости и нравственный выбор, Бир, тем не менее, боится показаться «нравоучителем». Что, в общем-то, абсолютно правильно с ее стороны, ведь ее задача, скорее, показать и рассказать эту историю, а уж выводы пусть каждый сделает для себя сам.

    Условно разделив фильм на два больших сюжетных отрезка (Африканская колония и события, происходящие в Швеции) и проведя между ними тоненькую «черную ниточку», на которой, однако, герои весь фильм и балансируют, создатели ленты не теряют сам «костяк» повествования и постоянно играют на контрасте. Невольно задумываешься о той самой вышеупомянутой природе жестокости. С самого ли начала она у людей в крови? Те факторы, что заставляют нас выплескивать ее наружу — являются первопричиной, или же следствием?

    Антон за время службы в Африке видел много насилия. Насилия, порождающего еще большее насилие. Такую же жестокость (меньшую «снаружи», но не менее большую внутри) терпит в школе его 12-ти летний сын Элиас. Его ровесник и одноклассник Кристиан, тем временем, зол на своего отца, так как считает, что он повинен в их семейных проблемах. Судьбы этих двоих в одночасье переплетаются той самой вышеупомянутой «черной ниточкой», еще раз напоминающей, что все и всегда взаимосвязано и не далеко не так однозначно, как нам хотелось бы. 

    Невероятное кино с точки зрения этой самой двойственности морального выбора. Уверенная и сильная режиссура. Блестящие, совершенно и искренне феноменальные актерские работы детей. Мальчишки справились просто превосходно — Вилльям Йенк Нильсен и Маркус Рюгорд сыграли не хуже, если не сказать — лучше, каждого взрослого актера, занятого тут. Причем у первого присутствует этакая красивая, утонченная сталь…Она проявляется во всём его естестве. В голосе. Во взгляде. Маленький, загнанный волчонок. Прекрасный юный актер. Прекрасный трагичный персонаж.

    Некоторые раны остаются на всю жизнь. Кто-то сказал, что один раз столкнувшись с тьмой и впустив ее в свое сердце, уже никогда не сможешь избавиться от нее. Сможешь только смириться. Таки да, прощение и понимание — те биполярные точки, пролегающие по ту сторону самых темных человеческих качеств. А посередине, между ними — та самая черта между добром и злом, переступив которую однажды можно уже никогда не вернуться назад.

    20 декабря 2013 | 00:45

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 149 руб.
    подробнее

    Новости


    Прижившись в роли цареубийцы Джейме Ланнистера в сериале «Игра престолов», датчанин Николай Костер-Вальдау давненько не снимался в фильмах у себя на родине. Но в скором времени ему предстоит отправиться в Скандинавию для съемок в драме Сюзанны Бир «Второй шанс». (...)
     
    все новости

    Интервью


    На протяжении всей своей карьеры я выбирала проекты, которые меня интриговали, смогли затронуть или напугать. Всякий раз, когда берешься за фильм, надо представлять, будто ты лезешь на гору, на которую ни разу не забиралась. Важно, чтобы гора тебе нравилась! (...)
     
    все интервью

    Репортажи

    Оскар—2011 02.03.2011

    83-я церемония «Оскар» уже позади, и КиноПоиск предлагает вспомнить, как это было. Фоторепортаж состоит из восьми частей: ведущие «Оскара», номинанты, подготовка к церемонии, красная ковровая дорожка, церемония награждения, за сценой, press room и финальная фотосессия победителей. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Неузнаваемая Дженнифер Энистон в драме «Торт», Дженнифер Коннелли в режиссерском дебюте своего мужа Пола Беттани «Убежище», а Николаю «Джейме Ланнистеру» Костеру-Вальдау выпадает «Второй шанс». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Идеальный голос 2Pitch Perfect 269 216 890
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road45 428 128
    3.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron38 859 900
    4.Красотки в бегахHot Pursuit5 722 488
    5.Форсаж 7Furious Seven3 648 980
    15.05 — 17.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road276 554 999
    2.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron40 328 317
    3.Одной левой35 313 855
    4.А зори здесь тихие...14 113 092
    5.Мисс ПереполохShe's Funny That Way10 580 193
    14.05 — 17.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 564 656187 649
    Деньги429 331 800 руб.79 708 042
    Цена билета274,39 руб.20,49
    14.05 — 17.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    35.ВАЛЛ·ИWALL·E8.490
    36.Остров проклятыхShutter Island8.489
    37.ПробуждениеAwakenings8.487
    38.ХористыLes Choristes8.482
    39.Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужиныPirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl8.481
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.ПрогулкаThe Walk94.10%
    27.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything93.97%
    28.Чёрная ПантераBlack Panther93.73%
    29.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.67%
    30.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.59%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    А зори здесь тихие...51
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road125
    БесконечностьInfini1
    Земля будущегоTomorrowland24
    Человеческая многоножка 3The Human Centipede III (Final Sequence)4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.532
    Земля будущегоTomorrowland6.534
    Однажды
    Век АдалинThe Age of Adaline7.595
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.676
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    премьеры