всё о любом фильме:

Не могу сказать «прощай»

год
страна
слоган«Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты, продумана, выверена, проверена…»
режиссерБорис Дуров
сценарийЛилия Неменова
директор фильмаМарк Левин
операторАлександр Рыбин
композиторЕвгений Геворгян
художникИгорь Бахметьев, Людмила Чекулаева
монтажРимма Цегельницкая
жанр драма, мелодрама
зрители
СССР  34.6 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время91 мин. / 01:31
Девушка Лида влюбляется в красивого парня, спортсмена Сергея, но он женится на другой. А потом произошла трагедия, и Сергей оказывается прикованным к постели из-за тяжелой травмы позвоночника. Жена, не выдержав испытания, бросает его, и жизнь для молодого человека кажется законченной. Но, узнав о его беде, к Сергею приезжает Лида. Поначалу он относится к ней с раздражением и недоверием и даже пытается покончить с собой. Но преданность, доброта и забота заставляют его посмотреть на происходящее иначе…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Фрагмент 08:39

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Фильм отличный! Когда на него попадаю, — не могу оторваться, даже если куда-то спешу.

    Несколько моментов в фильме вызывают настоящие слёзы радости за героев. Например, обожаю момент, когда главная героиня танцует с табуреткой, которую отремонтировал уже было хотевший покончить собой Сергей.

    Подборка актеров на мой взгляд отличная, — типичная молодёжь той эпохи. Да, наверное, большинство зрителей при просмотре спрашивают главную героиню Лиду: «Ну что ты в нем нашла, дура?! На смазливую внешность купилась? Вон посмотри какой мужчина тебя любит! А ты…» Но ведь она обычная женщины. С этой точки зрения таких миллионы. Ведь в любви нет рациональности! Да подавляющее большинство из нас покупается в первую очередь на внешность. Это стандарт!

    Я думаю, многие по молодости влюблялись в красавцев (красавиц). Если взаимности так и не добивались, то, грубо говоря, от безысходности оставались с такими «хорошими парнями (девушками)", как «гаишник Вася». Возможно, так бы случилось и с Лидой, если бы не несчастье, приключившееся с её любимым.

    Настоящий, добрый, живой фильм!

    10 из 10

    22 августа 2010 | 16:39

    Вот что значит настоящая любовь! Как точно было сказано в фильме: «Осознаешь, что любишь человека, только тогда, когда понимаешь, что готов жизнь отдать за него».

    Вот она истина. Действительно очень жизненный фильм. Тема всегда актуальна. А главное, в советское время так натурально играли актеры, просто словами не передать. И как бы редко не показывали — никогда не переключу канал.

    Тем, кто не видел, смотреть обязательно. Не пожалеете.

    21 сентября 2008 | 23:32

    Не смоют любовь ни ссоры, ни версты, продумана выверена, проверена… Прекрасный фильм, жаль, что его редко показывают.

    14 июня 2006 | 15:45

    Не скажу что фильм мне не понравился. Наоборот, чем то цепляет и даже заставляет думать о хорошем. Но все-таки не покидает ощущение что режиссер снимая эту картину, ориентировался на индийские фильмы. Почему то такое впечатление. Главные герои, как они выражают эмоции, как двигаются, и собственно сам сюжет про хорошую девушку, плохую девушку и крутого парня. Так и ждешь когда начнутся пляски, только вместо сари — ситцевые платьица).

    9 июня 2013 | 17:53

    Если бы меня спросили, какой фильм я бы взяла с собой на необитаемый остров, то обязательно назвала бы этот фильм одним из первых. Я его просто люблю, как любят жизнь, родную природу, своих милых и добрых друзей.

    Этот фильм о любви, о настоящей, о той, которая вне времени и пространства, честной и искренней.

    Этот фильм наглядная иллюстрация того, как можно из лимона сделать лимонад. Но у главной героини все легко, красиво. Для нее нет преодоления, нет подвига, для нее есть просто любовь. К большому сожалению, это едва ли не единственная запоминающаяся роль трагически ушедшей из жизни Анастасии Ивановой, такой чистой и красивой женщины, каких мало…

    Мне кажется, что это фильм на все времена и для всех поколений. Большое и сердечное спасибо авторам фильма за то, что подарили нам эту историю и это настроение.

    … ничего не могу с собой поделать, но после последнего диалога:

    - Грибы тут ни при чем! Маленький у нас будет.
    - Лида!!!

    … слезы сами льются рекой

    Однозначно 10 из 10!

    4 апреля 2011 | 05:59

    Удивительные есть фильмы. Сюжеты у таких фильмов на все времена. Показывай их в 1982, 2011 или хоть даже в 2045 — есть что посмотреть и о чем подумать. Как правило, это фильмы о людях и об их поступках, красивых и не очень человеческих делах. Вот этот фильм как раз из таких.

    Этот фильм я решила посмотреть из двух соображений:

    1) обожаю советский кинематограф — каждый!!! (даже самый унылый фильм) со смыслом. Сейчас такого почти не встретишь. Бывает, смотришь фильм вечером, а утром уже и не помнишь — какой был сюжет, что за фильм смотрела?

    2) мои родители познакомились в 1980, а три года спустя поженились. Фильм «Не могу сказать «прощай» снят в 1981-1982 г. г. И мне было интересно посмотреть — а как это было во времена молодости моих родителей? Как молодежь в начале 80-х встречалась, влюблялась и женилась? Ведь слышать от родителей — это одно, а увидеть своими глазами (пусть всего лишь на экране) совсем другое.

    Всем, кому мои вышеуказанные соображения до начала фильма покажутся интересными, картина наверняка понравится.

    Сюжет жизненный. Парень (красавец, спортсмен, душа компании) Сергей «поматросил и бросил» милую, но тихую Лиду и женился на другой — на красавице Марте. Ну случилось, ну бывает. Надо же и дальше жить. Но случилась с Сергеем беда, вот тут-то и открылись истинные характеры всех героев. И сразу стало ясно — кто друг, а кто враг. Кто с тобой навсегда, а кто лишь в радости. Кто любит по-настоящему, а кто лишь пользуется. И стало понятно — как же сильно обманулись главные герои, прежде чем вновь по-настоящему поверили друг другу.

    Герои у Бориса Дурова получились живыми: не просто людьми, которые в начале 80-х выясняют отношения, а людьми, которых понять можно и сейчас спустя 30 лет. Я думаю, что это заслуга фильма в целом и сценариста в частности. Написать так, чтобы спустя время сюжет был близок и понятен непросто. Многие скажут, что времена меняются, бежит вперед прогресс, а многие человеческие поступки остаются прежними. Но ведь понять, что именно будет важно во все времена, а что лишь появиться и потухнет через миг, крайне сложно любому из нас, а не только сценаристу.

    Отмечу, что с интересом посмотрела бы современный ремейк данного фильма. Возможно, современные актеры смогли бы добавить что-то новенькое и получилось еще более интересное кино.

    Хотелось бы пару слов сказать про актеров. Спортсмена-красавца сыграл Сергей Варчук, которому было во время съемок 26 лет. Это была его дебютная роль в кино и что еще немаловажно — главная роль, с которой он прекрасно справился, надо сказать. Сыграл хорошо, от души. Особенно, улыбчивость его запомнилась. Такая радость всегда на лице у героя, ну не описать словами.

    Главную героиню прекрасно исполнила Анастасия Иванова. Лида получилась милая, доверчивая и самоотверженная. А что самое главное — умеющая прощать. Как у нее получилось все забыть, все просить Сергею. Я не знаю. Видимо и правда настоящая любовь «продумана, выверена, проверена» как в слогане к фильму, раз героиня идет на большие жертвы ради этого самого чувства. Жаль, что после этого фильма у актрисы осталось всего две киноработы.

    Еще бы отметила актрису сыгравшую Марту — такая «ледяная прибалтийская королева» получилась у нее, аж дух захватило. Королева, но без сердца. Честно говоря, с другими ее ролями я совсем не знакома, но в этом фильме мне Татьяна Паркина очень понравилась.

    Хотелось бы отметь один эпизод в фильме. Нигде не встречала такого приема раньше: ни в нашем, ни в зарубежном кинематографе. Я бы назвала его «облить грязью». Показан день свадьбы главного героя на Марте. Жених и невеста нарядные, с цветами, рядом гости и украшенные машины. Лида унижена главным героем, предана и растоптана. И что она делает? Она садится за руль грузовика (она работает водителем) и проносится по глубоким лужам на всей скорости рядом с молодоженами — брызги летят во все стороны, и как бы Сергей не укрывал свою невесту — они оба испачкали свои костюмы, они оба в грязи. Главная героиня тем самым высказывает новоиспеченному жениху все свои «чувства» — вся обида и боль выплескивается наружу. Главный герой не остается «чистеньким» и на глазах у всех гостей вместе с невестой облит грязью с ног до головы на собственной же свадьбе. Пожалуй, такой поступок лучше всяких слов. Браво героине! Браво сценаристу!

    P.S.: Прекрасный фильм с глубоким жизненным смыслом. Если любите советские фильмы — смотрите, не пожалеете.

    9 из 10

    21 марта 2011 | 19:40

    Красивый фильм, с прекрасным сценарием. Он показывает, насколько прекрасна любовь, как можно быть верным одному человеку, даже если он тебя так обидел. В самую трудную минуту, когда с тобой случается какое-то горе, вот именно в это время с тобой остаются только самые преданые люди, и ты понимаешь кто для тебя на самом деле друг.

    Прекрасный фильм, который следует посмотреть.

    1 июня 2007 | 20:25

    Этот фильм я вспоминала совсем недавно. Так хочется снова его увидеть. Познакомилась я с ним лет так 10 назад и всегда при удобном случае его смотрю. Фильм не только про любовь, но и про верность, приоритеты в жизни.

    Сначала главная героиня не вызывает к себе ничего кроме жалости, но затем, когда мы видим на что она способна ради любимого (к сожалению, пока не взаимно) человека, понимаем, Вот Она — Любовь. На такое чувство нельзя не ответить.

    Картина получилась очень «домашней»: хочется взять свое любимое печенье, кружку чая, укутаться пледом и смотреть его не отрываясь.

    Чего и вам желаю. Приятного просмотра!

    10 из 10

    16 марта 2009 | 23:04

    Сценарий явно писался гораздо раньше 80-х. По тональности это скорее история 50-60-х годов. Есть в ней что-то похожее на «Весна на Заречной улице», «Девчата», «Чистое небо» (кстати, Анастасия Иванова напоминает Нину Дробышеву), «Высота» и т. п. 

    Жаль, что его не сняли тогда, в 50-60. Получился бы вполне милый фильм, очень простенький и понятный. В 80-е же вышло удивительно фальшивое кино, комсомольский лубок, набитый штампами по самое «не хочу». Морализаторское ворчание старшего поколения, которое хотело показать молодежи схему «как надо жить».

    Самое ужасное в фильме то, что в нем нет никаких оттенков, все прямолинейно и скучно, как совковый школьный урок математики с плохой училкой. Реакции зрителей заранее прописаны и одобрены, подписаны и кинуты в массы.

    Вот эта Марта — «змея», у нее на лице все написано: хочет денег и «замуж». Зрители ее дружно ругают.

    Вот этот парень (любопытно, я не помню его имени, настолько невыразительным получился этот первый парень на деревне) — «герой». Слегка зазвездился, но мы его в фильме накажем, еще и ликбез проведем для молодежи: нарушил технику безопасности, а это низзя. Зрителя должны восхищать его трудовые подвиги, и возмущать его отношения с женщинами, но так как герой будет наказан, в конце фильма все проникнуться к нему сочувствием.

    Вот эта Лида — положительная, любит и тянет героя из пропасти. Женщины дружно достают платочки и, высморкавшись, бегут искать свой жертвенник любви, чтобы фанатично гореть на нем ярким пламенем.

    Вот это друзья героя: этот положительный, комсомолец, примерный работник и семьянин. А вот этот — отрицательный. Никуда не денешься, нужно признать, что есть еще некоторые элементы, которые позорят гордое звание комсомольца. Зритель увидит, как мы бичуем пороки и восхваляем достоинства.

    Вот вокально-инструментальный ансамбль. Как и положено людям искусства, они помогают нам бичевать пороки и воспевают любовь. Но это не какие-то там тунеядцы-кочегары: в свободное от обличения и воспевания время они строят и сталеварят.

    Вот это положительный милиционер Вася. Васю жалко, но он настоящий мужик — истеричную Лиду в беде не бросит и благородно поможет сопернику, как это положено советскому милиционеру (в доме, который построил Джек).

    Самое удивительно, что люди до сих пор ведутся на эту развесистую клюкву. Все так расставлено по полочкам, что и напрягаться не надо — удобно, разжевано и проглочено. А между тем мы имеем дело с настоящим кривым зеркалом.

    Марта в фильме, как это ни странно, самый что ни на есть нормальный человек. Говорите, на лице все написано? Так выходит, что она не врала ни себе, ни окружающим. Бачили очи нашего героя, что купували, с самого начала, и не было бы несчастного случая, жил бы он со своей Мартой долго и счастливо.

    А уж какого ей мужества стоило не выдавливать из себя то, что не дано, уйти от мужа инвалида, зная, что каждый встречный будет плевать ей в лицо! (Предлагаю представить, что было бы, если бы Марта испугалась бы молвы и осталась бы с мужем. Не важно, что, видя ее муки, были бы несчастны три человека — Марта, муж, свекровь, что, уйдя, она освободила место фанатично влюбленной Лиде. Главное, жена обязана была взвалить на свои плечи, и точка, тогда общественность была бы довольна.)

    Эгоистичной Марте ничего не прощается, она бездуховная. Зато Лиде поблажки идут одна за одной. Залезла в постель к мужчине, который ее не любил? Нет, это не эгоизм и распущенность, за которые в Союзе можно было получить ярлык «гулящая», она из-за любви, так можно. Испортила свадьбу любимому человеку? Ну так, ревнует, простим. Хотела самоубийством жизнь покончить? Не, это не эгоизм, из-за любви же, все понятно. Бедного Васю использует в своих целях, прекрасно понимая, что он должен чувствовать? Ну, так из-за любви же!

    И если на протяжении фильма какие-то занозы в поведении Лиды все-таки цепляют, то в конце Лида выписывает себе полную индульгенцию. Все, она теперь может даже убивать, ее простят.

    И пару слов о главном герое, Сергее. (Посмотрела аннотацию, все время забываю, как его зовут).

    Хороший работник по заказу ЦК КПСС, но как человек — полный ноль, раздражал своей самоуверенностью целый фильм, своими истериками вызвал только презрение: из ямы его должны были вытаскивать женщины, без мамы и Лиды просто пропал бы. (Сравните этот персонаж хотя бы с инвалидом на костылях, которого сыграл Урбанский, в фильме «Баллада о солдате». Какой контраст!) Просто диву даешься, как из-за такой серости еще и девушки соперничали. Сочувствую Сергею Варчуку, ЭТО играть было явно сложно.

    Особо хочется сказать о диалогах. Они звучали бы органично в устах героев Рыбникова, Баталова, Белова, оттененные черно-белой пленкой, рабочей романтикой и незамысловатыми интерьерами суровых 50. В устах субтильных, очень по-городскому выглядящих актеров 80-х эти разговоры воспринимаются как псевдонародный говорок, выдаваемый за «наше, родное, русское». Фальшь сквозит в каждом слове. Не лучше и местный ВИА, в чьих песнях нет ни сладу, ни ладу, а зеленоглазый Сергей Минаев напоминает одновременно черта и ангела (Американцы любят изображать этих персонажей, сидящими на плечах героев)

    Единственный положительный момент в фильме — это песня «Вьюн над водой». Вот уж действительно живая вода в этом сером болоте.

    28 ноября 2012 | 12:09

    Синопсис слишком подробно изложил сюжет, даже интриги не оставил. Но что есть, то есть. По крайней мере, всё точно.

    Актёрскую игру я бы скорей назвал слабой. Но при этом удивительно, что образы героев получились прорисованными очень глубоко и рельефно, в них веришь, им сочувствуешь, их любишь.

    Персонаж главной героини мне в целом не понравился своим поведением и отношением к жизни. Дело в том, что Лида изначально повела себя слишком легкомысленно и вульгарно, поспешно кинувшись в объятья популярного ловеласа. Это прямо «серпом» резануло по милому стереотипу о воспитанных барышнях, скромных и застенчивых, которых нужно добиваться и доказывать им серьёзность и честность своих намерений. Тут слово «честность» — во всех смыслах этого слова: во-первых, чтобы для обоих сторон сохранить честь, и во-вторых, чтобы поступить порядочно по отношению к человеку, без обмана. А в этом сюжете ход событий был таков, что о честности говорить не приходится. Причём, для обеих сторон. Фактически обесчещенная девушка здесь убивалась не о своей поруганной чести, а о том, что утратила из обладания объект своей внезапной страсти. Излишне говорить, что это не может служить украшением для претендующей на положительность главной героини, культурной воспитанной девушки.

    Также надо сказать, что под действием влюблённости, которая по-хорошему должна была пройти со временем, Лида продолжала жить в мире своих иллюзий, в то время когда рядом с ней был человек, с которым она могла бы стать не менее счастливой, и который сам постоянно подставлял ей своё крепкое мужское плечо. На её примере никак нельзя научиться тому, что личного семейного счастья нужно добиваться именно таким путём — напролом и в омут головой, а там — будь, что будет. Хотя, конечно, большая доля настоящего геройства и самоотверженности в её поступке имелась. Но в таком случае это фильм скорей про геройскую браваду и отчаянное безумие, а не про вдумчивый подход к такому серьёзному делу, как создание крепкой счастливой семьи. А уж сколько она накуролесила пока не сделала свой «последний рывок»!..

    В остальном же Лида проявила себя как сильная и целеустремлённая личность, последовательно и твёрдо добивавшаяся своего счастья. В этом ей не откажешь.

    Первая жена — выпукло отрицательный персонаж: красивая и расчётливая стервочка, которая, несмотря ни на что случившееся с ней, не останется на обочине жизни, такая всегда выкрутится и пристроит свою задницу в тёплое место; её истинные сожаления — не о потерянной любви, а об утрате источника хорошего дохода и завидного самца из обладания. Такой персонаж был совершенно необходим по сюжету, чтобы на его фоне Лида смотрелась как нечто абсолютно непогрешимое.

    Изрядно посмешили нелепые «музыкальные» выходки Минаева, который засветился в эпизодах в роли модного диджея на дискотеках тех лет. Сейчас в голове не укладывается, как можно было сочинять и играть такую дрянь и, хуже того, как можно было под неё плясать на дискотеках?!.

    Вывод. Несмотря на невысокую по нынешним меркам кинематографическую ценность этого фильма, он всё равно является одним из достойных образцов позитивного советского кино, вдохновляющего и жизнеутверждающего. Такие фильмы учат добру, и это главное. Смотреть можно смело, даже с детьми (в последнем случае не лишним будет комментарий о недостойном поведении девушки на первом свидании).

    25 апреля 2016 | 12:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>