всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1360 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мне как человеку современного поколения, смотрящему в большинстве своем современные киноленты, достаточно непросто объективно оценивать советские фильмы, подобные «Бриллиантовой руке». Не хочется тут распинаться о всеобщем признании этой великолепной картины, о том, какой вклад она внесла в историю кинематографа, сколько крылатых выражений подарила миру, ибо это итак всем известно. Постараюсь сконцентрироваться именно на субъективных впечатлениях зрителя 21 века, впервые посмотревшего сей кинопродукт.

    Первое, что сразу бросается в глаза — это простая и забавная заставка, в которой отображается название фильма и имена актеров, как будто сделанная за пять минут с помощью редактора Power Point. Ах, это приятная музыка, такая озорная и воздушная, как бабочка, порхающая вокруг тебя, эти методично сменяющие друг друга титры без лишних визуальных эффектов — сегодня, в мире прогрессирующих технологий и инноваций, все это смотрится так умилительно, настраивая зрителя на стопроцентный юмор и позитив. На протяжении всего хронометража происходящее на экране будут сопровождать заряжающие хорошим настроением музыкальные композиции, от парадно-строевых до ритмичных сумасбродных мелодий, а также зажигательные песни, добавляющие ленте оптимистического настроя.

    Невозможно пройти мимо актерской игры, ибо настолько необычные и жизнерадостные эмоции она вызывает, и, кроме того, выступает основным и несомненным достоинством произведения. Главный герой этой комичной истории — Семен Горбунков — примерный семьянин, застенчивый и слегка инфантильный служащий, которому судьба подбрасывает неожиданный шанс испытать себя и свои возможности, сделать благое дело обществу, посодействовав раскрытию преступления. Получился так называемый «чистый» образ абсолютно правильного и безгреховного человека, соблюдающего все общественные нормы. Как по-настоящему искренне и робко ему удается удивляться тому, что с ним происходит, подозревать каждого, кто попадается на пути, задавать абсурдные вопросы о том, что как бы итак ясно и понятно. Персонаж Никулина не стесняется самого себя, не раздумывает о том, что делает, не пытается изобразить того, кем он не является: он такой, какой есть, и этим своим непритворством и душевной простотой приковывает к себе внимание, вызывает симпатию, делясь через экран частичкой подлинной добродушной энергии.

    Теперь от положительной стороны перейдем к отрицательно-юмористической, пытающейся «завладеть» драгоценной рукой. Собственно говоря, нарушители закона чисто символически предстают плохими ребятами, нагнетая своими безутешными попытками закончить проваленную операцию смеху ничуть не меньше, чем все остальные действующие лица. Два вроде бы абсолютно не сочетаемых друг с другом как по темпераменту, так и по внешнему виду злоумышленника. Тем не менее, они органично смотрятся в качестве эксцентричной угарной парочки аферистов. Геннадий Петрович — скользкий, взбалмошный тип, трепетно относящийся к своей внешности, напоминающий змея-искусителя, который пытается любыми способами обмануть свою жертву, залезть «под кожу» и хитростью добыть то, что ему нужно. Его соратник — Лелик — полная противоположность. Грубоватый и неопрятный увалень, в прямолинейной и жесткой форме высказывающий все, о чем он думает, и неизмеримо пробивающий на хохот своим суровым голосом и корчащими рожицами.

    Из второстепенных персонажей не терпится выделить мисс «Управдом», которой можно смело дать звание главной «жгуньи» здешнего балагана в самом позитивном смысле этого выражения. Напыщенная придирчивая мадмуазель разбрасывается ехидными фразочками при любом появлении на экране так, что хочется нажать на стоп, промотать обратно и еще раз насладиться этими незабываемыми кадрами. Что-либо комментировать тут даже не хочется, это просто надо видеть и слышать, захлебываясь от хихиканья!

    Мимика персонажей порой отдает излишней театрализованностью и вычурной карикатурностью, которая, правда, нисколько не раздражает. Местами истеричные выходки Андрея Миронова, язвительные шуточки Нонны Мордюковой или чрезмерно выраженная неуклюжесть Юрия Никулина вызывают недоумение и улыбку одновременно. Скорее всего, это не является недостатком, поскольку особенности такого наигранного поведения были присущи многим советским комедиям, и в этом есть своя изюминка. Также иногда сбивал с толку бешеный темп происходящих событий, и в некоторых моментах «сверхскорость» героев создавала ощущения некоего переутомления от столь быстрых жестикуляций. В целом, подобному остросюжетному фильму это, наверное, в плюс, но в финале сюжет настолько быстро проносится перед глазами, что не успеваешь до конца разобрать, а что сейчас вообще произошло, и как это так вдруг все развернулось?!

    Итог. Легкая, незатейливая и задорная советская комедия, каждая минута которой пропитана неимитируемым позитивом, душевностью и отменным «вкусным» юмором. В картине посредством используемой сатиры превосходно изображается общество советского периода с его гибкими и жесткими правилами и устоями, которым должны неукоснительно следовать все граждане. Здесь нет ни единого намека на злобу или ненависть, поскольку это настолько искреннее и доброе кино, приносящее самые радостные и теплые эмоции от просмотра, демонстрирующее, на какие отважные поступки может быть способен с виду неуверенный и застенчивый человек.

    9 из 10

    21 марта 2012 | 18:36

    Если говорить о достижениях нашего, отечественного, искусства, в частности, о кино — то «Бриллиантовая рука» просто обречена быть упомянутой. И тому я назову 5 причин:

    1. Не буду оригинальна: блестящий, а вернее ослепительно сверкающий актёрский состав. Миронов, Папанов, Никулин, Гребешкова, Филиппов, Мордюкова, Светличная… Все персонажи — начиная с главных героев и заканчивая второстепенными, а то и третьестепенными действующими лицами (например, кто не вспомнит того громилу — «Папаша, огоньку не найдётся?» ?!) — бросаются в глаза и не способны исчезнуть из памяти.

    2. Тонкая ирония, умело замаскированная под безобидный юмор. Впрочем, иронию тут и впрямь трудно назвать кусачей или колкой, однако Гайдаю пришлось за право донести её до зрителей побороться. Кому интересно — тот может прочитать про историю съёмок фильма, благо найти её на просторах рунета можно за считанные секунды. Там все тёрки режиссёра с чиновниками от Министерства Культуры подробно описаны.

    3. Цитаты, ушедшие в народ и прочно поселившиеся в его сознании. Здесь без комментариев.

    4. Замечательнейший контраст, яркий гротеск. Возьмём тех же двоих подельников-контрабандистов. Один — грубоватый мужлан (Папанов), второй элегантный, несколько манерный тип (Миронов). Сплав таких двух противоположностей даёт просто изумительный результат! Или же белокурая красотка Анна Сергеевна в исполнении Светличной (от благосклонности которой, по словам Геши, невозможно отказаться), самозабвенно заигрывающая с невзрачным растяпой Семёном Семёнычем. Конечно, заигрывала она с определённой целью, но как смотрится!..

    5. Захватывающий сюжет с неожиданными изгибами и поворотами.

    Фильм на века.

    Фильм, который стал частью нашей культуры, нашего быта, нас самих.

    12 июня 2010 | 20:03

    По-моему самая цельная из всех отечественных кинокомедий. А про игру актёров излишни любые комментарии. Геша, Лёлик — разве это возможно забыть?

    19 января 2006 | 13:23

    Давайте мы с вами опустим все легендарные, ставшие незаменимыми в повседневной жизни шутки и юмор данной картины, и трезво посмотрим сквозь призму десятилетий, на этот без сомнения шедевр нашей отечественной киноиндустрии.

    История простого советского обывателя, честного труженика, заработавшего заграничную путёвку, и поменявшего некоторые свои незыблемые взгляды, не оставляет равнодушным никого, кто так или иначе соприкасался с творчеством Юрия Никулина.

    Комичный, порой до слёз в глазах неумелый, неприспособленный Горбунков, это типичный прообраз советского человека той эпохи. Человека простого, готового в любую минуту прийти к вам на помощь, не поступившись своими принципами, и взглядами на жизнь. Попадая в щекотливую ситуацию, проявив присущую нашему человеку смекалку и выдержку, Семён Семёныч с честью выходит из создавшегося положения, ставя в тупик преступный элемент, соединяя, таким образом, в своём лице и карательный орган, и ответственность простого советского человека.

    Легендарен и актерский состав. Миронов, Папанов, Светличная. Фамилии, черту под которыми просто невозможно подвести, ни сточки зрения представления их как актеров, ни с точки зрения простых людей. Золотыми буквами, вбиты, и наглухо прикручены эти имена на золотой доске почёта нашей с вами страны, имена которые нам с вами надо помнить, и чтить.

    Итог, и что, я должен ставить оценку? Да что вы, кто я, да и кто мы все с вами для этого?

    Шедевр на века, и страны. Вот и всё..

    11 января 2010 | 19:46

    Начав пересматривать золотую фильмографию режиссёра Леонида Иовича Гайдая, естественно, я не могла обойти стороной одно из его самых именитых творений, а именно «Бриллиантовую руку». Тем более, что это чудо-кино я ни разу (!!!) не смотрела «от и до». Чарователь Гайдай — великий и гениальный режиссёр. Он умел создавать миры, не имеющие аналогов, в которых каждый человек мог найти место и для себя… Его комедии, одни из самых удачных и искрящихся за всю историю советского кинематографа. Все фильмы маэстро можно сравнить с вином — с годами только лучше и крепче!

    «- За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники…» ©

    Эксцентричная комедия «Бриллиантовая рука» способна накрыть любого зрителя волной гомерического и безудержного смеха. Кто бы мог подумать, что из истории с загипсованной рукой можно сотворить такой кино-шедевр… В этом фильме есть всё: и легендарный гайдаевский юмор, который всегда, в любом его фильме рассыпается на множество мощных и игристых цитат (вспомните, культовое «Не виноватая я, он сам пришёл!»); и интересная история про то, как не отдаться во власть искушения; и великолепные, нет, гениальные актёры; и замечательная музыка и задушевные песни… Это полтора часа истинного, ни с чем не сравнимого удовольствия.

    «- Они будут следить за вами, а мы — за ними!» ©

    Хочется присесть в глубоком реверансе и поблагодарить непревзойдённого композитора Александра Зацепина, за всю ту музыку, что он написал к этой картине (и не только) и роскошного поэта Леонида Дербенёва, за необыкновенные слова песен «Остров невезения», «Помоги мне» и «Песня про зайцев». Ошеломительные творения получились! Их хочется слышать сегодня, завтра и спустя много лет…

    «- Ну нет, я не трус…, но я боюсь!» ©

    Как уже было сказано, актёрский состав бесподобен. Мне хочется начать с филигранного Андрея Миронова. Это удивительный, гениальный и обаятельнейший актёр, который одинаково талантливо умел перевоплощаться в совершенно различные слои населения: начиная с заправского махинатора заканчивая интеллигентным врачом. А вспомните его танцы? Лёгкие и парящие, как будто в невесомости… Но ведь никто не знал, что каждое идеальное движение оттачивалось годами. Вот что значит — талант. Трогательный клоун с грустными глазами Юрий Никулин и его персонаж — настоящий советский человек, которому никогда не закрадётся в голову мысль присвоить себе чужие стекляшки. Невероятно добрый и искренний образ, который вызывает слёзы умиления, лёгкую улыбку и сладкую печаль. Хочется упомянуть и других актёров, талантливых и красиво исполнивших свои небольшие партии: Нина Гребешкова, Анатолий Папанов, Светлана Светличная, Нонна Мордюкова… Все они — единственно верный ансамбль!

    «- Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты…» ©

    Один из экранных героев Андрея Миронова сказал свою знаменитую фразу: «Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна.» Это истина. Гайдаю, Миронову и другим не менее талантливым актёрам, которых уже нет среди нас не страшна смерть — все они живы. В наших сердцах, в наших улыбках…, и в конце концов, на плёнках нетленных творений. Которые будут смотреть через 10, 30 и даже 50 лет… Потому что — это классика. Потому что — это живое кино, которое дышит полной грудью.

    Легендарный фильм, который явился квинтэссенцией и пиковой вершиной комедийного искусства. Это кино по праву может считаться одним из самых феноменальных и нестареющих. Ведь и теперь, спустя 40 лет, оно такое же яркое, ослепительное и бриллиантовое, как и в день своего возникновения.

    10 из 10

    30 января 2011 | 12:06

    Просто блестящая комедия классика Леонида Гайдая. Фильм, который не устареет через 100 и даже 200 лет, его и тогда, уверен, будут смотреть с тем же интересом, как и сейчас. Гарантией этого стали мастерство сценаристов, режиссера, оператора, композитора, художника, наконец, актеров — всей без исключения дружной команды, создавшей качественный, а главное не портящийся с годами кинопродукт.

    Единственное, чего не приемлю в сценарии лично я, так это совершенно непонятная и ненужная насмешка над религией, православной верой. Думаю, все сразу поняли, о каком конкретном эпизоде фильма я веду здесь речь.

    Картина сделала знаменитыми всех снявшихся в ней актеров, в том числе тех, кто играл роли второго плана или даже эпизодические. Ну а тех, кто был знаменит и до «Бриллиантовой руки», она добавила изрядную порцию славы и народной популярности. Перечислять этот звездный список лишний раз нет необходимости: все его прекрасно знают. Но все же сделаю это, ибо актеры этого заслужили. Отличные, запоминающиеся, я бы сказал, искрометные роли, сыграли в этом фильме Андрей Миронов, Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Станислав Чекан, Юрий Гуляев… На высоком уровне исполнены и все женские роли Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова, Светлана Светличная… Каждый персонаж так интересен и характерен, так убедительно сыгран, даром что в легкой комедии, что остается в памяти навсегда. Все снято настолько профессионально, что даже небольшой эпизод, в котором занят, к примеру, Леонид Каневский, тоже хорошо запечатлевается в памяти, как и сам актер.

    Меткие выражения из «Бриллиантовой руки» сразу же ушли «в народ», где остаются и по сей день — еще одно подтверждение высокого «знака качества»

    Хочется отметить и работу оператора — Игорь Черных выполнил ее на сомом высоком профессиональном уровне, картинка безупречна.

    Конечно, нельзя не вспомнить и великолепную музыку, написанную к фильму композитором Александром Зацепиным. Все темы, как и все песни, которые исполняются в фильме, тоже отложились в памяти навсегда..

    Потрясающе, но лента, которую помнишь наизусть не то что дословно, а даже до мимолетного актерского жеста, можно пересматривать бессчетное количество рази получать при этом все то же большое удовольствие.

    P.S. В заключение хочется обратиться к любителям переснимать советскую киноклассику: господа, оставьте в покое хотя бы комедии Л. Гайдая, на опошляйте и не вульгаризируйте их киноподелками со штампом «наше время». Лучше вы все равно не сделаете, а нехорошие осадок и послевкусие оставите. Не жду, конечно, что вы прислушаетесь ко моим словам — желание хорошо заработать на модном кинобрэнде, как выяснилось, может творить подлинные «чудеса», — но, к счастью, ленты Л. Гайдая, защищены временем. Они (в том числе и «Бриллиантовая рука») настолько увязаны с советскими реалиями — пусть последние и служат зачастую у их создателей мишенью для сатиры, — что сними их сейчас на новый лад, их просто никто не поймет и не примет. Новое время диктует новые злободневные темы для кинокомедий. Вот и продуцируйте новые идеи, а классику оставьте, пожалуйста, в покое.

    Фильму же «Бриллиантовая рука» я ставлю

    9 из 10

    20 марта 2011 | 16:35

    Гайдай!!! Такого больше не родится. Для нашего менталитета покультовей тарантинов и скорсез. Когда я в очередной раз пересматриваю его «Бриллиантовую руку», всегда ловлю себя на мысли — возможно ли превзойти то, что он сделал? И как сформулировать это «то»? Вопрос.

    Во-первых. Помогал и спасал. Эпоху. От скуки и серьезности. Хотя бы на время, изредка «легким движением руки» вырывал массы из пафоса «светлого будущего» коммунизма, двух и трехгодичных пятилеток, всеобщей благости, положительности, серьеза, неулыбчиво-поучительной атмосферы газеты «Правда». Как это верно сказано о советском времени — время серьезности! А еще — жизни как положено, а не как хочется или как придется. И уж точно не легкомыслия и ветрености…

    А во-вторых?

    Со стопроцентной, неоспоримой (в том числе и документально) уверенностью о гайдаевских киношедеврах можно сказать только одно — «чемпионы проката». Все остальное — тайна за семью печатями. Вот как раскрыть тайну «Бриллиантовой руки» — этот долговечный феномен отечественного кинематографа? Почему столь простой и непритязательный фильм смотрят до сих пор, не уставая? Откуда столько радости и простоты, милого наива, ведь даже соцзаказ и конъюнктура здесь только умиляют — не претят.

    Думаю, все дело в юморе. У Гайдая бессодержательного смеха не существует. Это только невнимательным кажется, что его смех является самоцелью (смех ради смеха, так сказать), нередко он приобретает оттенок глубокомыслия, не теряя при этом и своей безобидности, и «чистоты формы», т. е. эмоциональной, психофизиологической — вечной природы. Он не только смешащий, но и умиляющий, и сострадающий, и мудрый, и терпеливый, и любящий. Он способен функционировать в очень широком эмоционально-смысловом диапазоне — от вражды, агрессии — к освобождению, снятию оков серьеза, рамок правильности, канонов приличий; от валяния дурака (наша древняя национальная форма смеха) — к утверждению и созиданию. У Гайдая это всегда восходящая градация, ведущая к победе над мелким, низким, презренным.

    Гоголь, Щедрин отучили нас от того, что смехом можно любить человека, а не только издеваться или критиковать, выставляя наружу все его пороки и недостатки. У Гайдая (которого я остерегусь называть сатириком, для меня он теплый юморист, который смеется не плача, а, как и положено, без причуд — просто улыбаясь) всегда больше животворящего и утверждающего смеха. И именно в минуты такого смеха над идиллическими сценами наивной жизни С. С. Горбункова, его Нади и милых ребятишек у меня каждый раз сжимается сердце от легкой ностальгирующей боли-воспоминания о советском семействе дедушки и бабушки, без возврата канувшем в прошлое.

    Гайдай как художник, как гений комедии, как юморист непревзойденно чист. Лишен двусмысленности, тяжеловесности подтекста, логизма, расчета, назидания. Чисты его герои — злодей так злодей (свой, с утепляжем, с очаровательной мироновской улыбкой, манерным взмахом светличных ресниц и медвежьим слухом и голосом Лелика-Папанова: «и-и-и два гусЯ…»), герой так герой (свой, родимый, не подведет, не предаст и не выдаст, правда, не знает как падать, не ломая руки, и куда прятать пистолет тоже не знает, так ведь это опять по-нашему — падать, так биться, быть откровенным — так уж до конца, до оружия в авоське с дырочками). В мире этих героев мы в кругу чистейших первообразов, а с недавних пор еще и мифологем советского национального характера.

    Но даже когда этот самый характер выветрится из нас без остатка и без надежды на возвращение, смех Гайдая все равно останется, потому что он не актуален, а вечен, как и святая способность человека смеяться над собой, как мудрое понимание — быть идеальным — стагнация и смерть.

    Да. Мы такие — неидеальные, смешные, вечные, гайдаевские клоуны, чудаки, Иванушки-дурачки, Семен Семенычи Горбунковы и, простите за предположение, Козодоевы. Тем, кто ими хотя бы изредка быть не хочет или не может, сочувствую. И призываю: в минуту своей величайшей серьезности пересмотрите Гайдая и поверьте — смех честен и чист… Если это смех над собой.

    18 июня 2013 | 10:24

    Великий фильм гениального режиссера Леонида Гайдая. Посмотрев этот фильм, я открыл для себя новую грань русской комедии двадцатого века, когда на основе социалистического общества создавались великолепные комедии с солью и перцем. Это обыкновенная история обыкновенных контрабандистов, которые через подставное лицо перевозят контрабандой бриллианты и главный герой — Семен Семенович решает проблемы с этим грузом…

    Этот фильм полностью разобран на цитаты, а знаменитое «Эх, Семен Семеныч!» уже стало коронной фразой, где ее только я не слышал. Семен Семенович стал антиподом рассеянного человека и этот характер мне очень близок, поскольку я сам немножко рассеян. Герой Юлия Никулина- добродушный малый который относится к жизни должным юмором и при этом является законопослушным гражданином, социально-активен. Но после посещения заграницы он меняется. Все сводится к тому, что фильм как начинается со смешных моментов так и заканчивается.

    Легкость фильма и понятность его абсолютно всем делает его всенародным хитом, уверен, что в эпоху развитого социализма этот фильм шел на «ура», а особенно мне понравился персонаж Анатолия Папанова, я мигом узнал в нем знаменитого волка по его манере разговаривать. Особенно мне понравилась фраза: «Руссо туристо, облико морале, фершттейн!» вообще прекрасна, а мысль «каждый человек на многое способен, но к сожалению не каждый знает на что он способен» просто является самым основным смыслом этого фильма.

    Актеры сыграли блестяще, каждый из переданных образов великолепен, каждый характер передан просто неплохо, эта фантазия режиссера и сценариста просто великолепно воплотилась в каждом герое этой истории.

    Песни-шлягеры- главная особенность этого фильма и каждая такая мелодия и звуковое оформление для придачи атмосферы просто великолепна, это хиты на все времена.

    Итог: Великий фильм, который можно смотреть много раз и не разу в нем не разочароваться, ибо так качественно сделанных фильмов вы нигде больше не увидите, моя оценка десять, ибо это- фильм на века и атмосфера сего фильма гениальна, а сатирическое высмеивание общества. Скрытое в каждом фильме Гайдая оставляет надежду на то, что такие фильмы еще могут быть, но только не в современной России. Десять и только десять, ибо величие фильма сего неоспоримо.

    10 из 10

    3 октября 2012 | 21:21

    Нет для кинорежиссера жанра труднее и нервотрёпнее комедии. Естественный спуск с олимпийских высот к легкости, непритязательности, общедоступности, требуемой формой, да еще чтобы при этом от истины ходячей всем стало больно и светло (вне зависимости от уровня образования и социальной принадлежности) — это самый жесткий тест на профпригодность, который под силу лишь истинному таланту, не нуждающемуся в зауми и тумане для вуалирования своей возможной несостоятельности. Таланту народному, поскольку в горних (а потому разреженных) интеллектуальных сферах юмору уже не живется, там остаются разве что фиги в карманах.

    Здоровое же бугага от века объединяло и скрепляло массы куда эффективнее любых политических изысков, особенно в России, где фразы и ситуации от Гайдая, Рязанова и Данелии давно стали важнейшей компонентой национального культурного кода, приобрели почти сакральное значение отделения своих от чужих, агнцев от козлищ по принципу приобщенности или неведения. Из чего как бы следует, что вышеуказанные авторы со своей задачей комедиографов справились и испытание выдержали с честью. Причем не стоит забывать, что чистым, без подмеса комедиографом из них был один Гайдай. Ему одному удавалось работать одними комедийными средствами, без помощи лирики, грусти и ностальгии с одной стороны и злого сарказма на уровне стеба с другой. В национальном кино он один последовательно продолжал традиции балаганной, цирковой почти, а потому уходящей корнями в глубокую древность эксцентрики, более того — вдохнул в них новую жизнь, гениально вписал их в современность.

    «Бриллиантовая рука» в этом смысле кажется мне лучшим из его фильмов, единственным его безусловным шедевром (затмевая даже «Ивана Васильевича», вариации на тему российской государственности которого все-таки самую капельку топорны). В этой картине Гайдай как-то интуитивно нащупал самого удивительного своего героя, одновременно смешного и умилительно трогательного, чистого, как слеза октябренка и положительного до слез, до тревоги за него. Разумеется, идея Гайдая восходит к восприятию клоуна публикой двадцатого века — как существа комичного и грустного, конечно, здесь чувствуется влияние смешных и жалких персонажей великого Чарли Чаплина, но все равно, Семен Семеныч Горбунков, блистательно сыгранный выдающимся клоуном и большим драматическим актером Юрием Никулиным — герой совершенно оригинальный в киноискусстве, хотя и легко узнаваемый. Наивный, неловкий, незадачливый, но поразительно твердый в главном, Семен Семеныч как-то так точно, без прикрас, но любовно воплощает Светлый Образ Советского Человека, что сейчас, по прошествии лет, уже и смеха на него не остается, одно горькое сознание потери…

    Под стать ему и почтенная супруга, Нина Гребешкова. Показательно, что после демонстрации «Бриллиантовой руки» на зарубежных фестивалях, зрители и критики единодушно восхищались «блондинкой из фильма», под которой понималась вовсе не сексапильная Светличная (подобных краль и у них было достаточно), а именно Гребешкова — жена, мать, опора, во все времена стопроцентно надежный фундамент. Разговор супругов в постели после возвращения мужа «оттуда», их телепатическое почти взаимопонимание — это, благодаря гению актеров, вообще одна из вершин комедии в кино, высота, на которую поднимался разве что Пьетро Джерми, да и тот лишь местами.

    На фоне этого несокрушимого бастиона порядочности злодеи, пусть и в подаче великих Миронова и Папанова, выглядят изначально бледно и беззубо — а также понарошку, опереточно, если быть точнее, что не могло бы не придать всей истории некоторую надуманность, не уравновесь ее сатирический и совершенно жизненный персонаж Мордюковой — душителя и разрушителя частной жизни жильцов вверенного ей в управление дома. Швондер, ох Швондер в ней бархатно и роскошно расцветает в последний художественный раз. В то время как целый цветник новых образов колосится у Гайдая впервые (и с большим отрывом впервые).

    Отойдут в прошлое алчно любопытные управдомы, но останутся, разовьются, разбредутся по кино и по мощеным европейским улицам «руссо туристо», не отягченные более облико морале, дамы, не виноватые, потому как «он сам пришел», амбалы в наколках в стиле «папаша, огоньку не найдется», амбалы в пиджаках в стиле «будете у нас на Колыме», шефы, кующие деньги, не отходя от кассы, — ну и несчастные люди-дикари, на лицо ужасные, добрые внутри. Будем надеяться только, что не перевелись еще и Семены Семенычи Горбунковы — где-нибудь в жизни, и что когда-нибудь и они вернутся в кино, почему-то совсем переставшее ими интересоваться…

    24 ноября 2010 | 21:59

    Есть фильмы после просмотра которых остается приятное впечатление и желание пересмотреть еще разок, есть киноработы после просмотра которых остаются не самые лучшие воспоминания, есть те, что оставляют яркое впечатление в нашей памяти, но по прошествии времени, выхода новых картин уступают место новым фаворитам.

    А есть фильмы, которые невозможно забыть и отодвинуть на задворки памяти, сколько бы времени ни прошло с момента последнего просмотра. Пересматриваешь снова и снова, но фильм не надоедает, не приедается. Каждый раз после внеочередного просмотра — ряд положительных эмоций, а градус Вашего настроения неукоснительно стремится вверх. Бриллиантовая рука — как раз из этой категории фильмов.

    Это классика советской комедии, которую невозможно повторить или переснять на современный лад. Бриллиантовая рука — это неподражаемые и к сожалению, ушедшие в мир иной Миронов, Папанов и Никулин, чьей великолепной актерской игрой не перестаю восторгаться, и без которых невозможно представить этот фильм; это фразы в последствии ставшие крылатыми и цитируемые до сих пор; это замечательная Комедия способная поднимать настроение в самых исключительных случаях.

    Как бы хотелось, чтоб творение Гайдая не забылось, оставалось лекарством для поднятия настроения вечно. Ведь это фильм наше наследие, на котором выросло ни одно поколение и который по праву носит звание классики комедии.

    10 из 10

    15 ноября 2009 | 21:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 109 руб.
    DVD, 2899 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    Blu-Ray, 488 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    8-9 августа
    08.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-9 августа
    Материал «Бриллиантовой руки» Гайдая вызывал тревогу у Рязанова. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles28 523 147
    2.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy25 115 564
    3.Типа копыLet's Be Cops17 813 722
    4.Неудержимые 3The Expendables 315 879 645
    5.ПосвященныйThe Giver12 305 016
    15.08 — 17.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles187 579 988
    2.Неудержимые 3The Expendables 3135 470 468
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy124 619 645
    4.Навстречу штормуInto the Storm51 151 545
    5.Тайна четырех принцесс24 560 902
    14.08 — 17.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 285 313921 481
    Деньги565 685 382 руб.239 148 657
    Цена билета247,53 руб.3,45
    14.08 — 17.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    120.Жизнь Дэвида ГейлаThe Life of David Gale8.231
    121.Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен8.226
    122.Свидетель обвиненияWitness for the Prosecution8.223
    123.АфераThe Sting8.218
    124.Брат8.217
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Человек-муравейAnt-Man91.58%
    42.ДеткаLaggies91.54%
    43.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted91.52%
    44.Великий уравнительThe Equalizer91.45%
    45.Первый мститель 3Captain America 391.45%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Горько!190
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For20
    ШтаммThe Strain14
    КонстантинConstantine8
    Такси: Южный БруклинTaxi Brooklyn1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.552
    Неудержимые 3The Expendables 36.276
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.522
    ПосвященныйThe Giver7.130
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Если я останусьIf I Stay28.08
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    премьеры