всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1563 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Бриллиант почти не виден» и «Костяная нога»

    Попробуй даже подыскать слова, чтобы охарактеризовать сие Кинотворение… Как бы мой словарный запас не оказался ограниченным и скудным, поскольку я (простой смертный) взялся писать о Бессмертном!.. Да, да! О Бессмертном Творении Мастера! Творца Леонида Гайдая. «Бриллиантовая рука», дамы и господа! Великая и Непревзойдённая «Бриллиантовая рука»…

    «Чёрт побери!.. Чёрт побери!.. Шщьорт пуобъьеръыи!». Сцена с бананом — это притча во языцех! Андрей Миронов — это, конечно, гений! Но здесь его герой, как контрабандист-неудачник, опоздавший на «стрелку» (как сейчас бы сказали) с теми, кто должен передать товар, показывает всё отчаяние на своем молодом и красивом лице, никак не подходящем для подковёрных игр, но от этого менее подозреваемом.

    «Береги руку, Сеня!». Юрий Никулин изображает некого простачка волею случая, вовлечённого в большую криминальную игру. Ищет помощи у органов правопорядка, находит её и ведёт двойную игру, совсем не свойственную для мужичка с такой внешностью. Таков наш Семён Горбунков.

    «Наши люди в Булочную на такси не ездят!». Нонна Мордюкова сыграла роль дамы, которой «больше всех надо»… «Может быть там у вас и собака друг человека, а у нас Управдом друг человека!». Чего только стоит козырная: « — Кто возьмёт билетов пачку, тот получит…» — «Водокачку!».



    «Буду бить аккуратно, но сильно».
    Анатолий Папанов сыграл некого советского мафиози, даже не пытавшегося скрыть свою личину. Даже когда он попробовал это сделать («Кто заказывал такси на Дубровку?») получилось ещё комичнее, и ещё более подозрительно.

    «Не виноватая я! Он САМ пришёл!!!». Светлана Светличная!!! Вот! Вот дива всего фильма. Настоящая жгучая блондинка, ведущая себя, словно кошка (или пантера), на которую соблазняться без исключения все мужики. Все. Кроме Семёна Горбункова. Светлане Светличной отвелась роль (не в фильме, а в жизни) положить начало сексуальной революции. Я про эпизод, где застёжка лифчика отстреливает и разбивает лампу…

    «У тебя там не закрытый перелом, а открытый». Супруга Семёна Горбункова (Надежда) — обыкновенная консервативная советская женщина, которая переживает за своего мужа (порядочного, кстати, семьянина)…

    Отдельная тема — песни!

    «Остров невезения». «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь…». Герой Андрея Миронова (Геша) великолепен. То, как он на палубе исполняет песню, ставшую в жизни хтом — это словно «бриллиант» фильма про бриллиантовую руку…

    «Про зайцев». «А нам всё равно». Мы тут пошутили над этим текстом. Сейчас поймёте… «Косят зайцы траву, трын-траву на поляне; и при этом напевают странные слова — …хоть боимся мы волка и сову». Вот про какую траву пел в советское время Семён Семёныч, если волк — это сотрудник милиции, а сова — надзиратель-стукачок? (ну, это, безусловно, шутка).

    «Помоги мне». «Но не смогли понять, что шутите Вы с вулканом страстей!». Вот, как хотите, а сцена с белокурой Анной является «старшим козырем во всём этом и без того уже «козырном» фильме. А строчки этой самой песни пронизывают насквозь и сбивают дыхание!

    Сколько юмора и иронии, сколько крылатых фраз… Да здесь весь фильм на крылатых фразах… «Всё в порядке, шеф!», «Идиот! Дитям мороженое!!!»," — КозОдоев… — КозлАдоев!»,«Мамочка-аа-а-а-а! Лё-о-о-олик!», «У вас ус отклеился»… Этот список можно продолжить… Здесь можно бесконечно петь дифирамбы, но тогда рецензия получится бесконечная. А лучше не писать, переливая из пустого в порожнее, а ещё раз посмотреть этот «монумент»!

    (уже написав свою рецензию, я увидел, что на этот фильм нет ни одного не то что отрицательного отзыва, но даже нейтрального…)

    10 из 10

    (а как можно оценить ниже?)

    Я люблю этот фильм!

    1 сентября 2011 | 18:57

    Ты что, глухонемой?
    Да!
    Понятно…

    Бриллиантовая рука (я люблю этот фильм)

    Перед нами классика советского кинематографа. Фильм вышел в далеком 1968 году и снимал его гениальный русский режиссер Леонид Гайдай. А главную роль в этом фильме игра очень талантливый комедийный актер Юрий Никулин. Нужно сказать, что это его золотая роль в кинематографе. Он просто был рожден для этой роли. Другого актера на эту роль просто не существует.

    Леонид Гайдай и раньше снимал фильмы с Юрием Никулиным. Вспомните хотя бы такие классические фильмы как «Деловые люди», «Кавказская пленница» и «Операция Ы». Но во всех этих фильмах Юрий Никулин играл маленькие и второстепенные роли. А Леонид Гайдай просто хотел подарить ему главную роль в своем фильме. А такой видный актер, конечно, ее заслуживал. В 1968 году появился Семен Горбунков и однажды он сломал себе руку. Так родилась легенда…

    Нужно сказать, что у этого фильма очень хороший актерский состав. Такие актеры как Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова и др. просто не могли играть в плохом фильме. Такие актеры своей игрой могли вытянуть абсолютно любой фильм. А еще у этого фильма есть очень сильная режиссура. Гайдай не дает фильму провисать и накладывает одну шутку на другую. В итоге фильм получился гомерически смешной. Ну а про крылатые фразы даже говорить не стоит, потому что все они давно уже ушли в народ.

    В итоге мы имеем один старенький, но очень веселый и я бы даже сказал хулиганистый фильм. Знать такие фильмы нужно всем киноманам. Раньше в СССР снимали настоящие шедевры. Фильм заслуживает только самые высокие оценки. А закончить свой отзыв я хотел бы своей любимой фразой из фильма…

    Сеня!
    Дичь!!!


    Спасибо.

    10 из 10

    29 июня 2010 | 20:51

    40 лет назад на советские киноэкраны вышла бессмертная комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». И мгновенно обрела статус культовой. По прошествии без малого полвека фильм смотрится с большим удовольствием. Чего только не делали критики и цензоры, чтобы не позволить выпустить картину в прокат — и обвиняли в антисоветчине, и говорили, что фильм компрометирует Брежнева (эпизод на рыбалке), и что фильм изобилует эротикой и вульгарными песнями и т. д. Но всё зря. Особо привередливые субъекты говорили, что «Руку» забудут уже через год. Ошиблись, и хорошо, что ошиблись. Самый строгий критик — зритель. И для любого режиссёра самым авторитетным является именно мнение зрителя.

    Итак, что же нам подарила комедия «Бриллиантовая рука»:

    - Нетривиальный и лихо закрученный сюжет;

    - Понятные и до сих пор актуальные шутки ("Бить буду аккуратно, но сильно», «Ты что, глухонемой? — Да», «Не знаю, как в Лондоне, а у нас управдом — друг человека», «Федя, дичь!»)

    - Незабываемые персонажи в исполнении Никулина, Миронова, Папанова, Мордюковой

    - Песни, ставшие классикой

    - И конечно, 94 минуты неподдельного удовольствия

    Фильм, который можно смотреть всей семьёй, который никогда не надоест. Если брать 10 баллов за один, то я ставлю все 10, а значит 100!

    10 из 10

    1 августа 2009 | 20:59

    Не каждому фильму удаётся по прошествии долгих лет сохранять такой огромный интерес к себе. Фильм Леонида Гайдая, похоже, что способен на это. История одного примерного семьянина, работающего старшим экономистом, который при всём своём желании купить жене — шубу, вместо того, чтобы съездить в круиз, всё таки, не без помощи супруги, отправляется в морское путешествие. Там его пути переплетаются с контрабандистами, и он самым нелепым образом оказывается нагружен драгоценностями, которые спрятаны в его гипсе. А дальше мы видим, неудачные попытки контрабандистов заполучить драгоценный гипс в свои руки, которые всё таки остаются с носом, а Семён Семёнович Горбунков благополучно возвращается к семейной жизни.

    Роль Семёна Семоновича исполняет Юрий Никулин, который просто изящно вливается в образ добродушного и приветливого семьянина. Роль контрабандистов исполнили харизматичный Андрей Миронов и непоколебимый Анатолий Папанов. Роль жены Семёна Семёновича играет жена Леонида Гайдая — Нина Гребешкова.

    Картина снималась в то время, когда действовала чрезмерная цензура, поэтому Леониду Гайдаю пришлось многое сыграть на тот лад, который диктовали цензоры, чтобы наконец фильм вышел в свет. Но даже при этих обстоятельствах она не потеряла свой ироничный характер и всё же дошла до наших глаз так, как хотел этого режиссёр. Просмотрев этот фильм можно приблизиться и прочувствовать тот уклад жизни, который действовал в 70-е года. Картина замечательно передаёт атмосферу того времени.

    Реплики героев данной картины довольно живо вошли в речевой оборот граждан нашей страны, такие как:«Куй железо не отходя от кассы», «Собака — друг человека», «Я не трус, но я боюсь!», «Не виноватая я! Он сам пришёл!» и другие.

    На протяжении всего фильма, не пропадает интерес к его просмотру. Смотрится непринуждённо и довольно спонтанно. Даже при повторном просмотре улыбка достигает того же размера, что и на первом сеансе. Забавная игра актёров заставляет безустанно смотреть на экран, даже слепых, как бы это сказал Анатолий Папанов. Обязательно ознакомьтесь с этим комичным фильмом, если Вы ещё по неведомым причинам, обошли его стороной.

    16 августа 2013 | 13:23

    Уже не раз я в своих предыдущих рецензиях упоминал, что комедии Леонида Гайдая можно пересматривать десятки раз, и они никогда не наскучат. Ещё даже не будучи школьником, я однажды посмотрел «Бриллиантовую руку». И всё! Запала внутрь меня эта комедия, полная юмора, эксцентричных ситуаций и едких фраз. Так и хочется процитировать слова героини Светланы Светличной в адрес Семёна Семёновича Горбункова:

    «Не виновата я! Он сам ко мне пришёл…» ©

    …Так и пришёл в мою жизнь Леонид Иовович со своими Сеней Горбунковым, Лёликом, Шефом, живописной управдомшей и другими героями. Простой советский бухгалтер едет в Турцию, ничего не зная, привозит оттуда бриллианты… в собственной руке. Такое только у Гайдая! Уморительные преступления, погони, тысячи нелепых моментов не могли не привлечь меня в том возрасте, когда душа требовала всё новых и новых открытий и приключений (… для саморазвития).

    Конечно же, песни! О них то, как не упомянуть. Это сейчас я знаю, что их написал композитор Алексаендр Зацепин. Тогда же, они были, прости для меня — «Остров невезения», «Песня про зайцев», песенка милой девочки. Они сейчас поднимают мне настроения, когда оно не к чёрту (…простите за столь открытое выражение!).

    К счастью, спустя почти полвека, эта комедия не исчерпала не только своего юмора, но и социальной значимости. Контрабанды… да их и сейчас немало. «Милые девочки»… пожалуйста, полиция подъедет и заберёт их с угла, да отправит куда следует. Ах! Семён Семёнович! Есть у нас в стране доверчивые, но честные люди, которых вдруг облили грязью.

    Вот так! Можно было, то поставил все одиннадцать баллов. А так, конечно же…

    10 из 10

    15 ноября 2011 | 20:27

    Неплетенная классика отечественной комедиографии. Веселая, умная, легкая, просто незабываемая комедия, которую не грех будет назвать настоящим шедевром ! Леонид Гайдай — подлинный гений ! Почти все его комедии я бы поставил в свой личный список лучших советских фильмов ! А перед нами, возможно самая лучшая лента сделанная «бриллиантовой рукой» этого мастера комедиографии,. Если — бы в те времена в СССР было что — нибудь вроде премии «Оскар», то «Брилиантовая рука « получила — бы все награды ! Эта картина великолепна всем : от блестящего, многогранного, насыщеного блестящими шутками сценария, до прекрасного актерского состава, все члены которого поработали просто блистательно ! Я знаю этот фильм наизусть, выучил все диалоги, и тем не менее все равно не устаю пересматривать и восхищатся этой бесмертной кинокартиной. Это потрясающий фильм.

    Сюжет в «Бриллиантовой руке» просто великолепный ! Очень интересный, увлекательный и остроумный. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…

    Актеры в фильме, как я уже говорил, играют просто прекрасно. Великолепный Юрий Никулин мастерски исполняет роль доброго, честного, но немного глуповатого труженика Семена Семеныча Горбункова — главного героя данной ленты. Андрей Миронов блестяще играет роль весьма коварного, но очень неуклюжего контробандиста Графа. Замечательный актер Анатолий Папанов отлично исполняет роль злобного верзилы — контробандиста Лелика. Так — же хочется отметить актера Станислава Чекана, шикарно исполнившего роль капитана миллиции Михаила Ивановича.

    Хочется поблагодарить композитора Александра Зацепина, который написал саундтрек к этому фильму. В этот раз этот замечательный мастер привзошел сам себя. Эта музыка просто великолепна ! Она сильно запоминается и очень гармонично сочетается с фильмом. Замечательная работа ! Браво маэстро !

    Резюмирую. В прямом смысле «Бриллиантовое» кино, которое до сих пор смотрится просто потрясающе ! Леонид Гайдая снял настоящий комейдийный шедевр ! Я обзательно буду его пересматривать. Это настоящая классика оечественного кинематографа ! Культовое кино ! Рекомендую.

    10 из 10

    Ибо классика не стареет !

    14 июня 2010 | 11:59

    Бороздит бескрайнее море белоснежный теплоход, на залитой солнцем палубе заразительно танцует обаятельный жулик Козодоев, отклеился ус у харизматичного дуболома Лелика, ресторан «Плакучая ива» заманчиво блестит огнями, спешит к микрофону подвыпивший непоседа Семен Семеныч Горбунков, не дремлет управдом и наши люди на такси в булочную не ездят… Воздух пропитан романтикой и счастьем. И ведь это не мудрено: на дворе 1968 год.

    Есть фильмы, которые не стареют. Они, как хорошее вино — с годами только лучше. Фильмы, которые всегда с нами, всегда рядом… «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, как раз, один из таких. Казалось бы, сколько раз мы смотрели эту искрометную комедию, сколько раз мы повторяли, сами не замечая, фразочки и цитаты из этой нестареющей классики… Но, каждый раз, мы смотрим шедевр Гайдая, как будто впервые. И дело не только в блестящем актерском составе, не только в великолепном сценарии и режиссуре… Просто, так уже не снимают. И, наверное, никогда не снимут. Атмосфера всеобщего счастья, эйфории, искрометности царит на экране, ощущение радости и безмятежности, веры в лучшее и светлое. Абсолютный лидер советского кинопроката 1968 года «Бриллиантовая рука» и по сей день остается любимейшей комедией многих россиян. Да разве можно не любить эту шикарную, великолепно сыгранную и снятую ленту?! Ведь в ней есть все, что так необходимо по настоящему классной комедии: шутки, ставшие давно культовыми, бесподобный актерский состав, замечательный сценарий, Леонид Гайдай… Но, как мне кажется, дело здесь еще в неповторимой атмосфере, каком-то неповторимом обаянии, как будто создатели ленты заранее знали, что их детище обречено на успех и любовь зрителей.

    Отдельно хочется сказать об актерах. Каждый раз мы пристально всматриваемся в лица уникального Андрея Миронова, великого Анатолия Папанова, самобытного Юрия Никулина, блестящей Ноны Мордюковой… Их нет. Но экран все отдает и отдает нам их души, дарит этот светлый и зажигательный праздник юмора и света, тепла и доброты. По-настоящему великое кино, кино, которое всегда будет с нами, как старинный и преданный друг. Остается лишь в очередной раз порадоваться и поразиться тому, что создал в далеком 1968 году великий Гайдай.

    10 из 10

    13 февраля 2010 | 21:15

    Мой дедушка всегда был киноманом. У нас дома было множество кассет — от «Терминатора» до «Шурика». А в один прекрасный день домашние показали мне фильм «Бриллиантовая рука» и… сами подписали себе приговор. Теперь я смотрела этот фильм каждый день, знала наизусть все перлы героев, но «Бриллиантовая» смотрелась интересом, было нескучно, весело и смешно так же как и в первый раз. Это доказывает, что комедия бессмертна.

    Сейчас я очень увлеклась творчеством Андрея Миронова. Я считаю, что Миронов — актер — легенда и лучше его нет никого. А их дуэт с Папановым! И, конечно же, великий Юрий Никулин, который сделал великий вклад в комедийный кинематограф.

    Шикарный юмор и крылатые фразы героев, которые использует народ, великолепный сюжет и его неожиданные повороты, Геша, Семен Семеныч, Лёлик, шеф…

    Господи, ребята, гордитесь, что на нашей Родине снимали такие фильмы, с такими актерами, которые будут актуальны всегда и переживут нас всех!

    21 августа 2010 | 13:49

    Есть фильмы после просмотра которых остается приятное впечатление и желание пересмотреть еще разок, есть киноработы после просмотра которых остаются не самые лучшие воспоминания, есть те, что оставляют яркое впечатление в нашей памяти, но по прошествии времени, выхода новых картин уступают место новым фаворитам.

    А есть фильмы, которые невозможно забыть и отодвинуть на задворки памяти, сколько бы времени ни прошло с момента последнего просмотра. Пересматриваешь снова и снова, но фильм не надоедает, не приедается. Каждый раз после внеочередного просмотра — ряд положительных эмоций, а градус Вашего настроения неукоснительно стремится вверх. Бриллиантовая рука — как раз из этой категории фильмов.

    Это классика советской комедии, которую невозможно повторить или переснять на современный лад. Бриллиантовая рука — это неподражаемые и к сожалению, ушедшие в мир иной Миронов, Папанов и Никулин, чьей великолепной актерской игрой не перестаю восторгаться, и без которых невозможно представить этот фильм; это фразы в последствии ставшие крылатыми и цитируемые до сих пор; это замечательная Комедия способная поднимать настроение в самых исключительных случаях.

    Как бы хотелось, чтоб творение Гайдая не забылось, оставалось лекарством для поднятия настроения вечно. Ведь это фильм наше наследие, на котором выросло ни одно поколение и который по праву носит звание классики комедии.

    10 из 10

    15 ноября 2009 | 21:33

    Белый круизный лайнер прогремел праздничным оркестром, прополоскал на ветру разноцветные флажки и увёз в загадочную даль Семёна Семёновича, чтобы навсегда разделить его жизнь на «до» и «после». Из солнечной заграницы Горбунков явился другим: тронутым светом чужих берегов, словами невиданных доселе женщин и случайным прикосновением судьбы, поигравшей незадачливыми преступниками с чисто дамским лукавством. Как следствие труженики нелегального рынка получили хроническую головную боль, указанный гражданин — перелом психики и массу приключений на загипсованную конечность. А мы — одно из лучших произведений советского кино, разобранное на афоризмы и «ушедшее в народ». Этот фильм нельзя не знать, невозможно не цитировать и почти обязательно любить.

    Неисповедимы пути кинопромысла. Леонид Гайдай снимал детективную пародию, подчёркивающую доблесть и смекалку милиции, но для зрителя «Бриллиантовая рука» стала, скорее, бытовой комедией, иронизирующей над повсеместной властью «шишек» (утрированный образ управдома, преувеличенно влиятельный шеф с манерами местного царька), людскими недостатками и проблемами (пьянство, вездесущие соседи, подозрительность и косность). То, с чем человек безуспешно боролся в жизни, скалило с экрана зубы, становясь мелким, незначительным и попросту смешным. Случайно или нет, но лента обрела черты сказки, в которой отрицательные персонажи низведены до уровня простофиль и неудачников; главный же герой, чудаковатый, но обаятельный малый, побеждает условное зло благодаря не своим умениям, а везению, верности идеалам и душевной чистоте. Этакий фольклорный Иванушка-дурачок в декорациях советских реалий.

    Пространство фильма пестрит, возможно, не всегда осознанными параллелями с разными легендами и поверьями. «Говорящая» фамилия Горбунков отсылает к сказочной поэме Ершова о похождениях бравого конька, который показал своему хозяину (кстати, Ивану) множество диковинных мест и посрамил недоброжелателей. Известным мифологическим сюжетом является путешествие в иной мир (а заграница в сознании советских граждан была чем-то потусторонним, неизведанным и опасным), после которого герой оказывался изменённым и заново обретал себя. Богатыми на интерпретации представляются образы моря (воды) и рыбы: персонаж Никулина — работник некоей «Гипрорыбы», одной из ярких сцен фильма стала рыбалка, Михаил Иванович «чует», что попалась «крупная рыба». Вода — символ первозданного хаоса и, в то же время, животворного жизненного начала; рыба, олицетворяющая изобилие, в рамках родной стихии наделяется свойствами демиурга, дающего новое рождение. Гигантская рыба-кит существует не только у Ершова, но и в сказании об Ионе, что был проглочен, а затем выпущен морским чудищем. К слову, у счастливца оказалось два сына: «рыбачивший с причала» Апостол Андрей и Симеон, будущий Апостол Пётр («камень»). Именно камень бриллиант, символизирующий твёрдость и чистоту, в сочетании с рукой (божественная активность, рука судьбы) давал герою защиту от козней врагов. Любопытны и значения имён в фильме: Анна — «милость Божия»; Михаил — «подобный Богу»; Семён — «услышанный Богом»; Надежда, которая в переводе не нуждается. И с другой стороны: Варвара — «дикарка, варварка», Лёлик — «невзрачный, забитый человек», Геннадий Козодоев с «родовитым» именем и совершенно несуразной фамилией. Такой вот необязательный смысловой ряд.

    Истинные бриллианты ценят не только девушки, но и все остальные. Есть в фильме ещё один замечательный образ: прекрасных ностальгичных 60-х, когда деревья были большими, жизнь — светлой, а люди счастливыми. Талантливый демиург Гайдай создал мир, куда хочется возвращаться, историю, не стареющую с годами, героев, в которых всенародно любимые актёры будут жить всегда. Словно они не ушли, а просто отправились на белом корабле к далёким берегам…

    Посвящается =Коту=

    2 сентября 2012 | 16:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 1599 руб.
    DVD, 2999 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 289 руб.
    Blu-Ray, 504 руб.
    саундтрек, 190 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    8-9 августа
    07.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-9 августа
    Материал «Бриллиантовой руки» Гайдая вызывал тревогу у Рязанова. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper64 628 304
    2.ПоклонникThe Boy Next Door14 910 105
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington12 266 287
    4.Шафер напрокатThe Wedding Ringer11 309 381
    5.Заложница 3Taken 37 412 597
    23.01 — 25.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Приключения ПаддингтонаPaddington167 458 618
    2.Ограбление по-американскиAmerican Heist83 188 654
    3.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To79 000 050
    4.ИгрокThe Gambler41 573 224
    5.Заложница 3Taken 339 742 493
    22.01 — 25.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 366 870129 868
    Деньги620 233 491 руб.430 154
    Цена билета262,05 руб.15,40
    22.01 — 25.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    205.Завтра была война8.109
    206.Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть IIHarry Potter and the Deathly Hallows: Part 28.108
    207.Девочка, покорившая времяToki o kakeru shôjo8.108
    208.ПрофессионалLe professionnel8.107
    209.Жестокий романс8.107
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.94%
    17.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.91%
    18.ДэдпулDeadpool93.85%
    19.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything93.75%
    20.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.69%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings66
    Овечка Долли была злая и рано умерла1
    Ёлки лохматые10
    Игра в имитациюThe Imitation Game29
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Ёлки лохматые5.818
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.684
    КиберBlackhat5.302
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.705
    ИгрокThe Gambler6.143
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    Шальная картаWild Card26.02
    премьеры