всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1627 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Есть фильмы после просмотра которых остается приятное впечатление и желание пересмотреть еще разок, есть киноработы после просмотра которых остаются не самые лучшие воспоминания, есть те, что оставляют яркое впечатление в нашей памяти, но по прошествии времени, выхода новых картин уступают место новым фаворитам.

    А есть фильмы, которые невозможно забыть и отодвинуть на задворки памяти, сколько бы времени ни прошло с момента последнего просмотра. Пересматриваешь снова и снова, но фильм не надоедает, не приедается. Каждый раз после внеочередного просмотра — ряд положительных эмоций, а градус Вашего настроения неукоснительно стремится вверх. Бриллиантовая рука — как раз из этой категории фильмов.

    Это классика советской комедии, которую невозможно повторить или переснять на современный лад. Бриллиантовая рука — это неподражаемые и к сожалению, ушедшие в мир иной Миронов, Папанов и Никулин, чьей великолепной актерской игрой не перестаю восторгаться, и без которых невозможно представить этот фильм; это фразы в последствии ставшие крылатыми и цитируемые до сих пор; это замечательная Комедия способная поднимать настроение в самых исключительных случаях.

    Как бы хотелось, чтоб творение Гайдая не забылось, оставалось лекарством для поднятия настроения вечно. Ведь это фильм наше наследие, на котором выросло ни одно поколение и который по праву носит звание классики комедии.

    10 из 10

    15 ноября 2009 | 21:33

    Мой дедушка всегда был киноманом. У нас дома было множество кассет — от «Терминатора» до «Шурика». А в один прекрасный день домашние показали мне фильм «Бриллиантовая рука» и… сами подписали себе приговор. Теперь я смотрела этот фильм каждый день, знала наизусть все перлы героев, но «Бриллиантовая» смотрелась интересом, было нескучно, весело и смешно так же как и в первый раз. Это доказывает, что комедия бессмертна.

    Сейчас я очень увлеклась творчеством Андрея Миронова. Я считаю, что Миронов — актер — легенда и лучше его нет никого. А их дуэт с Папановым! И, конечно же, великий Юрий Никулин, который сделал великий вклад в комедийный кинематограф.

    Шикарный юмор и крылатые фразы героев, которые использует народ, великолепный сюжет и его неожиданные повороты, Геша, Семен Семеныч, Лёлик, шеф…

    Господи, ребята, гордитесь, что на нашей Родине снимали такие фильмы, с такими актерами, которые будут актуальны всегда и переживут нас всех!

    21 августа 2010 | 13:49

    Воистину народное кино! Кино, которое смотрели, смотрят и будут смотреть. Комедия, которая не надоедает никогда. Я это прекрасно осознаю: когда фильм «Бриллиантов рука» показывается, по ТВ практически все мои знакомые смотрят его (наверно уже в сотый раз), хотя знают уже весь фильм наизусть

    Каждая фраза в фильме стала крылатой. А это о многом говорит. Про игру актёров комментарии излишни. Просто гениально!

    Комедия — шедевр. Аплодирую стоя.

    9 из 10

    14 августа 2010 | 12:33

    По-моему самая цельная из всех отечественных кинокомедий. А про игру актёров излишни любые комментарии. Геша, Лёлик — разве это возможно забыть?

    19 января 2006 | 13:23

    Нету слов описать эту комедию, ее можно пересматривать бесконечное количество раз. Стиль Леонида Гайдая — это то, что притягивает внимание к фильму и заставляет улыбаться. Иногда хочется только посмотреть один эпизод, а уже сразу затягивает до середины фильма и понимаешь что каждый раз улыбаешься от искренности актеров, их неповторимой игры, манеры поведения, и все действия очень естественны и натуральны, как в жизни. Бриллиантовая рука, как по мне это и есть визитная карточка в классику комедийного жанра советского кинематографа. Неповторимые главные герои Юрий Никулин, Андрей Миронов и Анатолий Папанов вместе с настоящим профессионалом кино Леонидом Гайдаем создали простую, но очень веселую комедию, которую каждый человек, кто родился на территории бывшего СССР уже посмотрел не один десяток раз. Этот фильм передает весь искренний юмор советского народа, здесь не к чему даже нельзя придраться, такие фильмы выходят только раз в столетие. Спасибо огромное всем тем, кто снимался в фильме и конечно же Леониду Гайдаю, за то, что этот шедевр появился на свет, именно в Советском Союзе. Этот фильм будет жить вечно!

    10 из 10

    18 мая 2012 | 02:43

    О всех фильмах Леонида Гайдая выходивших в то время, хочется не просто рассказывать, а петь. Потому-что простому любителю кино как я, спокойно говорить о его творчестве невозможно, эмоций берут верх. Поэтому я с радостью ими поделюсь, и попытаюсь рассказать про героев фильма, и некоторые интересные факты.

    Для меня этот фильм Гайдая, как и многие другие, всегда не просто добрые комедии, а нечто больше. Главный герой фильма Горбунков Семён Семёныч в исполнений Юрия Никулина — очень серьёзный человек, и хороший семьянин. А в той сцене со Светличной он не виноват, она сама пристала. Поэтому как доказательство моих слов, стоит вспомнить начальные кадры фильма. Не там, где Папанов с Мироновым обнимаются на прощание, а там где у Семёна Семеныча берут интервью, и он говорит, что лучше купил бы жене шубу, чем в кругосветное путешествие ехать. Наверняка 99 процентов женщин, в этот момент позавидовали его жене. А ему самому, в свою очередь позавидует 100 процентов мужчин. Отпустить мужа одного в кругосветное, вместо того чтобы купить шубу. Сразу видно Горбунковы — идеальная семья.

    Завидовать Семёну Семёновичу придется не раз, хотя сначала судьба-злодейка заставила его упасть. Но с гипсом и бриллиантами, он приобрёл ещё и друга. Да какого! Им стал бандит Геша Козодоев или «Козлодоев». Который был готов упасть вместо Сени, позвал его на рыбалку с хорошим клёвом, пригласил в ресторан, и даже заказал «дичь». А как они оба, хорошо поют. Правда Геша работал на Шефа, добавил в друзья Лёлика, и был двуличным. А тот самый его подельник Лёлик, всегда наставлял его, был старше и опытнее. Ведь он знал, что бабе надо дарить мороженое, а детям — цветы. Хотя может, и наоборот.

    Конечно работа проделанная актёрами, не только главных ролей, но и второстепенных, заслуживает бурных оваций. Не буду скрывать, что Миронов и его персонаж, понравился здесь больше всех. Чего только стоит сцена на островке посреди моря. Где он идёт за мальчиком, веря в его святость. Сколько в этой сцене атмосферы, величия, а заканчивается она увесистым пинком, и фразой «а ну, щенок, в сторону, пошёл отсюда!». Сын Ю. Никулина Максим, который играл того мальчика, тогда кстати очень обиделся на Миронова. Всех фраз не сосчитать, но их охота иногда использовать в повседневной жизни. Правда есть и те, которые актёры придумали сами. Так называемая игра слов, или их произношение наоборот.

    Так же в фильме звучит очень душевная «песня про зайцев». И всякий раз когда смотришь фильм, и доходишь до таких же кондиции как и Семён Семёныч, то обязательно ему подпеваешь.

    Я не знаю зачем Володька сбрил усы, но я знаю, что это замечательная комедия! Одна из моих любимых.

    10 из 10

    31 июля 2012 | 22:53

    У каждого человека есть свои способы расслабиться и сбросить нервное напряжение. Кто-то пьет пиво, кто-то танцует, кто-то вырезает лобзиком, а кто-то просматривает свои любимые фильмы. Так вот «Бриллиантовая рука» — это один из вечных антидепрессантов с мощнейшим действием и всяким отсутствием побочных эффектов.

    Помимо всего прочего, «Бриллиантовая рука» — это что-то смутно-родное, воспоминания прошлого, всего того лучшего, что было у нас в детстве и в Союзе того времени. Эти белые теплоходы, светлые люди, такая надежная и берегущая нас милиция(вот бы в реальной жизни так, правда?), идеальная семья, ресторан «Плакучая Ива» в южном городе, такое смешное и всегда наказуемое зло, а ко всему прочему добродушные здоровяки-добытчики севера с легендарной фразой: «Ну, будете у нас на Колыме…» В нынешнее время, хочется ответить по примеру героя Андрея Миронова: «Нет, уж лучше вы к нам.»

    Что можно еще добавить? Разве только то, что когда слышишь название этого фильма, или одну из множества цитат, на которые буквально порвали ленту — сразу же начинаешь улыбаться. А на душе становится легко и весело.

    Так нужны ли иные критерии оценки фильма?

    24 июня 2010 | 17:22

    Не погрешу против истины если скажу, что это кино видели все в нашей стране. Все от мала до велика. И у всех было фантастически приподнятое настроение после просмотра. Другое дело, что если кино повторять миллион раз, то конечно есть риск, что оно поднадоест. Но если его смотреть не каждую неделю, а скажем раз в год, то почему бы и нет. Почему эта картина Гайдая снискала славу и народную любовь ? Наверно потому, что люди которые её сделали были не просто гениальными артистами, но и большими трудягами. Везёт, как известно тому, кто везёт, тому кто пашет, как вол без устали. Только при сочетании этих двух моментов возможен мозговой взрыв в сознании людей, что мы и видим на примере фильма «Бриллиантовая рука». Какие-то детали фильма, отдельные эпизодики возможно могут позабыться с течением времени, но некоторые перлы этой замечательной картины навсегда останутся и думаю будут передаваться из поколения в поколения, тем самым подтверждая тезис о не умирающей классике!

    Ситуации, в которые попадают главные героини картины, особенно Семён Семёныч Горбунков свидетельствуют только о том, что в нашей жизни возможно всё. Это кино о вне времени и вне пространства. Это и безграничный юмор и сатира на нашу жизнь и на нас самих. Это кино русское и вряд ли его поймёт иностранный человек. Впервые в истории советского кино был сделан шаг в открытую поговорить со зрителем, поговорить так, что у некоторых возможна отвисла челюсть глядя на полуобнажённую героиню Светланы Светличной. Это вам не стряпуха из одноимённого фильма. Это женщина, которой многое по плечу. Многое, но не всё, о чём свидетельствует герой Юрия Никулина.

    Секрет успеха картины и в контрасте главных действующих лиц. Робкий и застенчивый Горбунков и в противовес ему уверенный в себе и обаятельный Геша. Геша знает жизнь не поныслышке, но вот преуспеть ему почему-то не удаётся. И как бы не бился герой Андрея Миронова, пытаясь сохранить в своих шкурных целях руку гражданина Горбункова, всё равно он потерпит фиаско. Но разве глядя на Гешу вы испытываете отрицательные эмоции? Думаю вряд ли. Не говоря уже о светлом простом человечке Горбункове, который оказавшись за пределами Родины не думает о том, чтобы пойти налево. Более того, он в этих вопросах вообще не сведущ. Видит женщину, которая что-то лопочет, упоминая цигель и хочет ей помочь. На что Геша однозначно даёт понять жрице любви, что они русские туристы с моральным обликом.

    -Геша! Она что-то хочет, может ей помочь?
    -Что она хочет Сеня, я тебе потом скажу. Руссо туристо, облико морале!

    И конечно кино получилось сверх музыкальным. Музыкой, этой фанатастической музыкой, пропитана каждая клеточка этого фильма. И в этом тоже кроется залог успеха картины Гайдая. Если всё-таки есть такие, кто не посмотрел это удивительное кино, то я советую не откладывая дело в долгий ящик накинуться на него, потому что оно замечательное!!!

    10 из 10

    18 июля 2014 | 09:18

    «Бриллиант почти не виден» и «Костяная нога»

    Попробуй даже подыскать слова, чтобы охарактеризовать сие Кинотворение… Как бы мой словарный запас не оказался ограниченным и скудным, поскольку я (простой смертный) взялся писать о Бессмертном!.. Да, да! О Бессмертном Творении Мастера! Творца Леонида Гайдая. «Бриллиантовая рука», дамы и господа! Великая и Непревзойдённая «Бриллиантовая рука»…

    «Чёрт побери!.. Чёрт побери!.. Шщьорт пуобъьеръыи!». Сцена с бананом — это притча во языцех! Андрей Миронов — это, конечно, гений! Но здесь его герой, как контрабандист-неудачник, опоздавший на «стрелку» (как сейчас бы сказали) с теми, кто должен передать товар, показывает всё отчаяние на своем молодом и красивом лице, никак не подходящем для подковёрных игр, но от этого менее подозреваемом.

    «Береги руку, Сеня!». Юрий Никулин изображает некого простачка волею случая, вовлечённого в большую криминальную игру. Ищет помощи у органов правопорядка, находит её и ведёт двойную игру, совсем не свойственную для мужичка с такой внешностью. Таков наш Семён Горбунков.

    «Наши люди в Булочную на такси не ездят!». Нонна Мордюкова сыграла роль дамы, которой «больше всех надо»… «Может быть там у вас и собака друг человека, а у нас Управдом друг человека!». Чего только стоит козырная: « — Кто возьмёт билетов пачку, тот получит…» — «Водокачку!».



    «Буду бить аккуратно, но сильно».
    Анатолий Папанов сыграл некого советского мафиози, даже не пытавшегося скрыть свою личину. Даже когда он попробовал это сделать («Кто заказывал такси на Дубровку?») получилось ещё комичнее, и ещё более подозрительно.

    «Не виноватая я! Он САМ пришёл!!!». Светлана Светличная!!! Вот! Вот дива всего фильма. Настоящая жгучая блондинка, ведущая себя, словно кошка (или пантера), на которую соблазняться без исключения все мужики. Все. Кроме Семёна Горбункова. Светлане Светличной отвелась роль (не в фильме, а в жизни) положить начало сексуальной революции. Я про эпизод, где застёжка лифчика отстреливает и разбивает лампу…

    «У тебя там не закрытый перелом, а открытый». Супруга Семёна Горбункова (Надежда) — обыкновенная консервативная советская женщина, которая переживает за своего мужа (порядочного, кстати, семьянина)…

    Отдельная тема — песни!

    «Остров невезения». «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь…». Герой Андрея Миронова (Геша) великолепен. То, как он на палубе исполняет песню, ставшую в жизни хтом — это словно «бриллиант» фильма про бриллиантовую руку…

    «Про зайцев». «А нам всё равно». Мы тут пошутили над этим текстом. Сейчас поймёте… «Косят зайцы траву, трын-траву на поляне; и при этом напевают странные слова — …хоть боимся мы волка и сову». Вот про какую траву пел в советское время Семён Семёныч, если волк — это сотрудник милиции, а сова — надзиратель-стукачок? (ну, это, безусловно, шутка).

    «Помоги мне». «Но не смогли понять, что шутите Вы с вулканом страстей!». Вот, как хотите, а сцена с белокурой Анной является «старшим козырем во всём этом и без того уже «козырном» фильме. А строчки этой самой песни пронизывают насквозь и сбивают дыхание!

    Сколько юмора и иронии, сколько крылатых фраз… Да здесь весь фильм на крылатых фразах… «Всё в порядке, шеф!», «Идиот! Дитям мороженое!!!»," — КозОдоев… — КозлАдоев!»,«Мамочка-аа-а-а-а! Лё-о-о-олик!», «У вас ус отклеился»… Этот список можно продолжить… Здесь можно бесконечно петь дифирамбы, но тогда рецензия получится бесконечная. А лучше не писать, переливая из пустого в порожнее, а ещё раз посмотреть этот «монумент»!

    (уже написав свою рецензию, я увидел, что на этот фильм нет ни одного не то что отрицательного отзыва, но даже нейтрального…)

    10 из 10

    (а как можно оценить ниже?)

    Я люблю этот фильм!

    1 сентября 2011 | 18:57

    «Бриллиантовая рука» — невероятное и удивительное кино, «как ни крути и ни верти», но на протяжении вот уже сорока лет с момента появления этой чудесной картины на экране, любовь к ней со стороны зрителей ни только не пропала, а она все та жа и она не пропадет и не исчезнет даже в скором времени, скорее наоборот, заражает всё нынешнее и уже, рискну предположить, последующие поколения киноманов, которые не могут ни пройти мимо этого комедийного полотна, не поставив ему, без колебания, очередную девятку или десятку.

    »… Усё пропало, шеу! Гипс сымают, клиент уезжает… «

    Лента, представляющая из себя по жанровому набору определение, комедийный боевик, с элементами приключений, главным героем которых выбран скромный труженик Семен Семеныч Горбунков, фамилия которого говорит сама за себя, уже, по правде говоря, вызывает рефлекс смеха, а если учесть еще и то, что он вступает по сюжету еще и в героический поединок с шайкой контрабандистов-валютчиков — уже просто очень хочется смеяться «в голос», но не надсмеиваться, а именно смеяться от чистого сердца.

    »… Будете у нас на Колыме — милости просим. — Нет! Уж лучше Вы к нам… «

    Леонид Гайдай, руководя постановкой всей ленты, выполнил работу и все обязанности, за которые был ответственен, как перед зрителями, так и перед Госкино, на «твердую пятерку». Поставив занимательный ироничный сюжет так, что его можно смотреть с любого момента, не возвращаясь к началу, скрестив юморную комедию приключенческих похождений Семена Семеныча, и, «крутой» боевик его противостояний фальшивомонетчикам на протяжении всего экранного времени, выверев эти две линии в одно целое, приумножив все массой сатиры над «Совком» и тогдашними людьми в нем, добавив крепкий здоровый юмор из диалогов и действий всех героев картины — он создал еще один шедевр советского кино.

    »… На его месте должен был быть Я! — Напьешься будешь… «

    Поднимающий настроение и награждающий дополнительной энергией и иммунитетом по отношению к «серым будням» и «депрессивным состояниям», это кино, как и другие замечательные и искрометные комедии тех лет, может считаться великим «антидепрессантом». Являя собой, благодаря всяческим шуткам и приколам, репликам и цитатам, песням «Остров невезения» и «Про зайцев», веселое и очень смешное действо, которое не может ни вызвать искреннюю улыбку, как во время просмотра, так и после.

    »… Строго на север, порядка 50 метров, расположен туалет типа «сортир», отмеченный на плане буквами «Мэ» и «Жо»… «

    Актеры, исполняющие главные роли, являются целой плеядой звезд своего поколения, на которую только ленивый не сможет и не захочет в очередной раз полюбоваться и восхититься их талантами и безупречной игрой на экране. Такие имена и фамилии, как: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова, Нина Гребешкова, Светлана Светличная… все вместе, они, создающие чудесный ансамбль, среди которого каждый выделяется собственным отличным от другого образом, несущим яркие — юмор, мимику, фразы, жесты — которые вкупе создают цельную замечательную картину, делают ее великолепной.

    »… Нет такого мужа, который не мечтал бы хоть на час стать холостяком… «

    Откровенно «ураганные» моменты, связанные с тонкой сатирой над СССР, выражающиеся в образе Мордюковой и ее приспешников: «Наши» люди в булочную, на такси — не ездят» или «Не будут покупать — отключим газ» это еще и не единственные примеры, коих ой как много в картине; также вдовесок ко всем шуткам, просто заставляют еще раз осознать насколько же много позитива заложено в фильм и насколько же он хорошо переселяется в наши души, заставляя нас «смеяться и плакать» одновременно над теми устоями и правилами в обществе, которые нынче — лишь прошлое.

    »… Не знаю, как у них на Западе, у нас управдом друг человека!… «

    Пожалуй, удивительное явление, но вот по части «ржачных» реплик, цитат, диалогов, приколов, этому фильму, который еще больше, в отличии от многих других лент советского комедийного периода, еще и с тонким социальным подтекстом тех годин, по части — именно объема всего этого нескончаемого юмора, льющегося и выливающегося на зрителей с экранов, наверное практически уже и не имеет равных, ни в сравнении с «братьями по оружию» тех годов и уж тем более, в сравнении с теперешними лентами и современными комедиями.

    »… Детям мороженное, его бабе цветы. Смотри не перепутай! Кутузоу… «

    Однако и разумеется, долго все-таки еще можно продолжать говорить и говорить про такой фильм как «Бриллиантовая рука» или про такое полотно как «Иван Васильевич меняет профессию», но сойтись всем нам всегда было можно и можно сейчас в одном — это картины, которые не стареют и не постареют никогда, это классические экспонаты нашей кинематографической истории, это своеобразная реликвия, которую можно всегда хранить в качестве спасительных талисманов от «невзгод и проблем» дня и дней вообще.

    Удачного Вам всем просмотра, надеюсь вы уже совершили его в 100-ый или 1000-ый раз, если и нет, то не беда, стремитесь — «Бриллиантовая рука» того стоит!

    22 апреля 2013 | 04:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 2999 руб.
    DVD, 139 руб.
    DVD, 289 руб.
    Blu-Ray, 543 руб.
    саундтрек, 190 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    8-9 августа
    07.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-9 августа
    Материал «Бриллиантовой руки» Гайдая вызывал тревогу у Рязанова. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent52 263 680
    2.ЗолушкаCinderella34 967 659
    3.Ночной беглецRun All Night5 032 323
    4.ГанменThe Gunman5 028 702
    5.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service4 627 340
    20.03 — 22.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    1.Побег из ШоушенкаThe Shawshank Redemption9.204
    2.Зеленая миляThe Green Mile9.156
    3.Форрест ГампForrest Gump9.010
    4.Список ШиндлераSchindler's List8.895
    5.1+1Intouchables8.887
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.ЭверестEverest94.12%
    22.ПрогулкаThe Walk94.02%
    23.ДэдпулDeadpool93.85%
    24.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything93.72%
    25.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.56%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Крестный отецThe Godfather153
    Чем дальше в лес...Into the Woods99
    Миссия: невыполнима 2Mission: Impossible II44
    Призрак12
    Логово зверяHaunt13
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.546
    Призрак7.637
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie8.189
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.695
    ЗолушкаCinderella7.479
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Как поймать монстраLost River09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    премьеры