всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1301 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Леонида Гайдай — удивительный человек, вклад которого в кинематограф невозможно оценить. Этот режиссер создал множество прекрасных фильмов, которые спустя годы остаются все так же горячо любимыми множеством зрителей. Не боясь экспериментировать с жанрами, используя смелые идеи, Гайдай довел романтику советского быта до идеального состояния.

    Вот и «Бриллиантовая рука» с первых же кадров окунает нас в давно ушедшую эпоху советского романтизма, где в приморском городе орудует банда контрабандистов во главе с Шефом и его помощником Графом. Хитрый план бандитов заключается в том, что Граф отправившись на круизном лайнере в зарубежный тур, должен забрать драгоценности в загипсованной руке. Но в силу обстоятельств на указанном месте оказывается некий Семен Семенович Горбунков, честный советский труженик и примерный семьянин. С этого маленького недоразумения и начинается захватывающая история…

    Образ главного героя, с сумкой-авоськой в руках, в кепке, со скромным лицом и большими выразительными глазами олицетворяет простого советского человека, живущего обычной жизнью. Возможно, что в той или иной мере представители старшего поколения находили в нем себя, персонаж Юрия Никулина кажется таким знакомым и родным, вызывая самые теплые эмоции.

    «Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся — гипс!»©

    Игра Юрия Никулина выше всяких похвал. Ибо он прекрасно попадает в образ, каждым жестом, мимикой, или просто взглядом открывая и передавая внутренний мир и все переживания своего персонажа. Каждая реплика Сёни так и вызывает взрыв смеха, и не важно какой раз зритель смотрит это кино, и пусть знает каждую шутку наизусть, но магия гайдаевского кино всегда работает безотказно. Добрый светлый юмор, именно ним наполнена каждая минута этой прекрасной ленты. Множество цитат, как это бывает в большинстве случаев с фильмами автора, ушли в народ и стали крылатыми.

    «Если человек идиот, то это надолго!» ©

    Не могу не отметить блестящий актерский тандем Андрея Миронова и Анатолия Папанова с его неповторимым тембром голоса. В роли отрицательных персонажей они выглядят восхитительно и обладают своеобразным шармом. Лёлик и Гена Козодоев, находясь в состоянии постоянного конфликта, создают массу комических и самых неожиданных ситуаций.

    «Шампанское по утрам пьют только или аристократы, или дегенераты». ©

    Очень ярко и органично вписаны линии второстепенных персонажей. Не могу не упомнить об управдоме в исполнении Нонны Мордюковой. Эта героиня олицетворяет советских чиновников низшего звена, и является шаржем на саму систему управления того времени.

    «Распространите среди жильцов нашего ЖЭКа. А если не будут брать — отключим газ!» ©

    И как не вспомнить обворожительную Анну Сергеевну, с ее достаточно откровенной сценой, и фразой «Невиновата я. Он сам пришел!». Образе роковой красотки Светлана Светличная выглядит очень убедительно.

    Фильмы Леонида Гайдая — удивительный самобытный мир, который поглощает все внимания и смотрится на одном дыхании, вызывая самые светлые эмоции. «Бриллиантовая рука» — не стала исключением, ибо каждая минута этой ленты наполнена позитивом, небывалой легкостью и колоритом. Кстати, в фильме появляется все тот же черный кот, которого можно увидеть в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию» и «Приключения Шурика», являясь своеобразной подписью автора.

    10 из 10

    12 марта 2013 | 21:25

    Есть фильмы после просмотра которых остается приятное впечатление и желание пересмотреть еще разок, есть киноработы после просмотра которых остаются не самые лучшие воспоминания, есть те, что оставляют яркое впечатление в нашей памяти, но по прошествии времени, выхода новых картин уступают место новым фаворитам.

    А есть фильмы, которые невозможно забыть и отодвинуть на задворки памяти, сколько бы времени ни прошло с момента последнего просмотра. Пересматриваешь снова и снова, но фильм не надоедает, не приедается. Каждый раз после внеочередного просмотра — ряд положительных эмоций, а градус Вашего настроения неукоснительно стремится вверх. Бриллиантовая рука — как раз из этой категории фильмов.

    Это классика советской комедии, которую невозможно повторить или переснять на современный лад. Бриллиантовая рука — это неподражаемые и к сожалению, ушедшие в мир иной Миронов, Папанов и Никулин, чьей великолепной актерской игрой не перестаю восторгаться, и без которых невозможно представить этот фильм; это фразы в последствии ставшие крылатыми и цитируемые до сих пор; это замечательная Комедия способная поднимать настроение в самых исключительных случаях.

    Как бы хотелось, чтоб творение Гайдая не забылось, оставалось лекарством для поднятия настроения вечно. Ведь это фильм наше наследие, на котором выросло ни одно поколение и который по праву носит звание классики комедии.

    10 из 10

    15 ноября 2009 | 21:33

    Великий фильм гениального режиссера Леонида Гайдая. Посмотрев этот фильм, я открыл для себя новую грань русской комедии двадцатого века, когда на основе социалистического общества создавались великолепные комедии с солью и перцем. Это обыкновенная история обыкновенных контрабандистов, которые через подставное лицо перевозят контрабандой бриллианты и главный герой — Семен Семенович решает проблемы с этим грузом…

    Этот фильм полностью разобран на цитаты, а знаменитое «Эх, Семен Семеныч!» уже стало коронной фразой, где ее только я не слышал. Семен Семенович стал антиподом рассеянного человека и этот характер мне очень близок, поскольку я сам немножко рассеян. Герой Юлия Никулина- добродушный малый который относится к жизни должным юмором и при этом является законопослушным гражданином, социально-активен. Но после посещения заграницы он меняется. Все сводится к тому, что фильм как начинается со смешных моментов так и заканчивается.

    Легкость фильма и понятность его абсолютно всем делает его всенародным хитом, уверен, что в эпоху развитого социализма этот фильм шел на «ура», а особенно мне понравился персонаж Анатолия Папанова, я мигом узнал в нем знаменитого волка по его манере разговаривать. Особенно мне понравилась фраза: «Руссо туристо, облико морале, фершттейн!» вообще прекрасна, а мысль «каждый человек на многое способен, но к сожалению не каждый знает на что он способен» просто является самым основным смыслом этого фильма.

    Актеры сыграли блестяще, каждый из переданных образов великолепен, каждый характер передан просто неплохо, эта фантазия режиссера и сценариста просто великолепно воплотилась в каждом герое этой истории.

    Песни-шлягеры- главная особенность этого фильма и каждая такая мелодия и звуковое оформление для придачи атмосферы просто великолепна, это хиты на все времена.

    Итог: Великий фильм, который можно смотреть много раз и не разу в нем не разочароваться, ибо так качественно сделанных фильмов вы нигде больше не увидите, моя оценка десять, ибо это- фильм на века и атмосфера сего фильма гениальна, а сатирическое высмеивание общества. Скрытое в каждом фильме Гайдая оставляет надежду на то, что такие фильмы еще могут быть, но только не в современной России. Десять и только десять, ибо величие фильма сего неоспоримо.

    10 из 10

    3 октября 2012 | 21:21

    Вся история фантасмагорична. Даже подростку ясно, что такого не бывает. И тут нет фантастики, чтобы оправдать фантасмагорию — даже машины времени нет. Но тем не менее, фильм смотрится и пересматривается, а также поголовно цитируется.

    Никулин, в этой ленте сыгравший роль драматическую и комическую одновременно, хорош безусловно. Вы восхищаетесь Горбунковым? Как он грозен был, когда жена заподозрила его в измене родине. Как смел, когда не побоялся вступить в драку с «таксистом». Как выдержан, не выдавая приятелю Генке, что знает о нем все.

    Герои, отлитые в бронзе, существуют только в виде мемориальных досок, в жизни — это живые люди, они могут быть и рассеянны, и простоваты. Конечно, эти герои не гоняются впереди всей родной милиции за валютчиками, нося в гипсе на руке «золото-брильянты». Это уже на откуп комедии.

    Из других звезд вспомню только Миронова. По секрету — не очень люблю я этого актера. Слишком обычно для него амплуа холодноглазого бессердечного самовлюбленного циника. Оно пролезает даже в те его роли, где не нужно! Но за этот фильм «я готова простить ему даже это» (произносится с выражением Юлии Джули из «Тени»). Особенно за сцену «крестного хода». Такого огня веры в глазах я не видела ни у кого.

    Кого он играет здесь? Последний раз пересматривая, я, как говорится, долго смеялась, найдя для него определение. Не знаю, назывались ли такие люди как-то в то время, но теперь их называют «метросексуалами». Чрезмерно следящие за своей внешностью и манерные мужчины стандартной ориентации, если кому-то внове этот диковатый термин. Конечно! Кроме всего прочего Геннадий — манекенщик, та еще богема. Волосы в сеточке. Определенная томность в движениях. Капризный голос. Особенно по контрасту с героем Папанова.

    Острота сатиры несколько затупилась со временем. Все уже пили кока-колу и смотрели стриптиз, своего управдома большая часть людей в глаза не видела, за валюту никто сажать и не собирается, статью за аморалку отменили. Но свежесть юмора не увядает.

    10 из 10

    4 февраля 2009 | 00:43

    Бриллиантовая рука — это классика отечественного кинематографа, одна из лучших кинокомедий как 20 столетия так и нашего времени. Фильм пережил уже несколько поколений, но он всё ещё остаётся комедией, которая должна служить примером для современных режиссёров.

    В фильме отличный актёрский состав: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов — имена этих актёров говорят сами за себя.

    Бриллиантовая рука — это фильм, в который можно было поверить любому человеку, в нём всё настоящее, что сейчас является редкостью для многих комедий. В фильме присутствуют великолепные афоризмы, которые запоминаются на долгое время. Песни Миронова и Никулина, можно сказать что стали народными, их знают даже те, кто ни разу не видел этот фильм.

    Заслуженно и с уважением к большому отечественному кино ставлю

    10 из 10

    23 марта 2010 | 00:11

    Икона отечественного комедийного жанра. Весь фильм — один большой афоризм. Одна из лучших отечественных комедий на мой взгляд и лучшая отечественная комедия по опросу телезрителей, проведенному в 1995 году к 100-летию кино.

    10 из 10

    24 апреля 2007 | 23:46

    Каждый, кто отправляется в отпуск, хочет привезти обратно хорошие впечатления и сувениры. Вот только не всем везет вернуться домой бодрыми и отдохнувшими, ведь в незнакомом курортном городке легко можно ввязаться в такую историю, что в корне изменит жизнь путешественника. А теперь приехав домой, ему придется вести двойную игру, выполнять опасные спецзадания и искусно обманывать даже самых близких людей. Но ведь возвращаться к своей обыденной жизни так не хочется.

    Советский режиссер Леонид Гайдай создал много фильмов, которые и до сих пор можно смотреть с превеликим удовольствием. У него бесподобно получалось придумывать запоминающихся персонажей и ставить их в серьезно-комедийные истории с оригинальным началом и не менее запоминающим концом. И вот в расцвете своей карьеры он снимает еще один необычный кинофильм о невероятной авантюре, в которую чисто случайно ввязывается обычный советский гражданин.

    «- Как же можно с человека срезать гипс незаметно?

    - Можно. Я, правда, не знаю как они будут действовать, но человека можно напоить, усыпить, оглушить, ну вообще с бесчувственного тела. Наконец с трупа.

    - С чьего трупа?»


    Главный герой повести Семен Семенович Горбунков, ничего не подозревая, едет в круиз, где в силу стечения обстоятельств ломает свою руку. Вернутся из путешествия с гипсом — это не слишком приятно, но в придачу еще и невольно стать жертвой контрабандистов — это уж точно удача подвела. Хотя теперь у него появляется важное задание поймать тех самых преступников и стать настоящим героем, на звание которого раньше он совершенно не претендовал. Невероятно талантливый Юрий Никулин создал очень запоминающегося персонажа, которого большинство из нас знает еще с детства. Его Семен Семенович покорил зрителя своей скромностью, простотой и отчаянным желанием стать кем-то большим, чем старшим экономистом, за которого все решения принимает жена. А благодаря столь яркой и харизматичной игре, актер сыграл в этом фильме одну из лучших своих ролей.

    Столь авантюрная история подразумевает присутствие бандитов, которые все время должны будут завершить начатое дело и не попасть при этом в тюрьму. Здесь же таких героев двое — Гена и Лелик, чье стремление заполучить свои бриллианты таки заслуживает восхищения. Постоянно попадая в комические ситуации, они не сдаются, а лишь придумывают еще более изощренный план, который уж точно должен привести их к победе. Андрей Миронов и Анатолий Папанов сыграли просто бесподобно. Каждый из них воплотил уникального персонажа, которые с первого своего появления в кадре вызывают улыбку. Также хочется отдельно отметить их легендарного Шефа в исполнении Николая Романова. Этот загадочный персонаж будто незримо присутствует на протяжении всего фильма, хотя в кадре появляется всего несколько раз.

    Женские образы добавили кинокартине больше реалистичности, ведь Леонид Гайдай показал нам три совершенно разных типа советских женщин, каждая из которых очень удачно дополнила сюжет. Любящая и заботливая жена, строгая и своенравная управдом, очаровательная и хитрая искусительница оказались не менее яркими, чем мужские герои, и отлично смягчили комедию мелодрамой. Актрисы Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова и Светлана Светличная сделали каждое свое появление незабываемым (чего только стоит та злополучная ночь в отеле «Атлантик»), показав нам сильных самостоятельных женщин, которые, тем не менее, не представляют своей жизни без мужчин.

    Кинокартина заслужено вошла в классику советского кинематографа, ведь и режиссер, и актеры вложили в нее частичку себя, сделали эту историю очень живой, искренней, запутанной и простой одновременно. Также Леонид Гайдай очень удачно поэкспериментировал с манерой повествования — эти странные сновидения под напряженную музыку Александра Зацепина, где страхи главных героев оживают, являются оригинальным дополнением к столь замечательной комедии. А насчет фраз из кинофильма, то их все уже давно выучили на память, но даже зная чем закончиться данная авантюра, мы с удовольствием пересматриваем ее снова и снова.

    «- Не умеешь ты врать, Сеня! У тебя там не закрытый… А открытый перелом.»

    Да, рано или поздно тайное становится явным, но это не повод не сыграть в жизни хотя бы одну захватывающую роль.

    22 мая 2011 | 13:59

    Не погрешу против истины если скажу, что это кино видели все в нашей стране. Все от мала до велика. И у всех было фантастически приподнятое настроение после просмотра. Другое дело, что если кино повторять миллион раз, то конечно есть риск, что оно поднадоест. Но если его смотреть не каждую неделю, а скажем раз в год, то почему бы и нет. Почему эта картина Гайдая снискала славу и народную любовь ? Наверно потому, что люди которые её сделали были не просто гениальными артистами, но и большими трудягами. Везёт, как известно тому, кто везёт, тому кто пашет, как вол без устали. Только при сочетании этих двух моментов возможен мозговой взрыв в сознании людей, что мы и видим на примере фильма «Бриллиантовая рука». Какие-то детали фильма, отдельные эпизодики возможно могут позабыться с течением времени, но некоторые перлы этой замечательной картины навсегда останутся и думаю будут передаваться из поколения в поколения, тем самым подтверждая тезис о не умирающей классике!

    Ситуации, в которые попадают главные героини картины, особенно Семён Семёныч Горбунков свидетельствуют только о том, что в нашей жизни возможно всё. Это кино о вне времени и вне пространства. Это и безграничный юмор и сатира на нашу жизнь и на нас самих. Это кино русское и вряд ли его поймёт иностранный человек. Впервые в истории советского кино был сделан шаг в открытую поговорить со зрителем, поговорить так, что у некоторых возможна отвисла челюсть глядя на полуобнажённую героиню Светланы Светличной. Это вам не стряпуха из одноимённого фильма. Это женщина, которой многое по плечу. Многое, но не всё, о чём свидетельствует герой Юрия Никулина.

    Секрет успеха картины и в контрасте главных действующих лиц. Робкий и застенчивый Горбунков и в противовес ему уверенный в себе и обаятельный Геша. Геша знает жизнь не поныслышке, но вот преуспеть ему почему-то не удаётся. И как бы не бился герой Андрея Миронова, пытаясь сохранить в своих шкурных целях руку гражданина Горбункова, всё равно он потерпит фиаско. Но разве глядя на Гешу вы испытываете отрицательные эмоции? Думаю вряд ли. Не говоря уже о светлом простом человечке Горбункове, который оказавшись за пределами Родины не думает о том, чтобы пойти налево. Более того, он в этих вопросах вообще не сведущ. Видит женщину, которая что-то лопочет, упоминая цигель и хочет ей помочь. На что Геша однозначно даёт понять жрице любви, что они русские туристы с моральным обликом.

    -Геша! Она что-то хочет, может ей помочь?
    -Что она хочет Сеня, я тебе потом скажу. Руссо туристо, облико морале!

    И конечно кино получилось сверх музыкальным. Музыкой, этой фанатастической музыкой, пропитана каждая клеточка этого фильма. И в этом тоже кроется залог успеха картины Гайдая. Если всё-таки есть такие, кто не посмотрел это удивительное кино, то я советую не откладывая дело в долгий ящик накинуться на него, потому что оно замечательное!!!

    10 из 10

    18 июля 2014 | 09:18

    По-моему самая цельная из всех отечественных кинокомедий. А про игру актёров излишни любые комментарии. Геша, Лёлик — разве это возможно забыть?

    19 января 2006 | 13:23

    Потрясающая эксцентрическая комедия, с великолепным юмором, увлекательным сюжетом и гениальными актерами! Смтотря подобные фильмы, очень хорошо понимаешь, насколько примитивные комедии сегодня снимают. Особенно американцы и европейцы. Здесь всё в тон, всё к месту! Юмор не опускается ниже пояса (даже в эпизоде с проституткой и сцене стриптиза), а актеры задают такой темп, что хочеться аплодировать стоя! Чего только стоит момент, когда герой Миронова произносит незабываемую фразу: «Я должен, сперва, принять ванну… выпить чашечку кофе..» А крылатые фразы Папанова!

    Это один из тех фильмов, где комедия поднимается до уровня искусства! Легко, изящно, изобритательно!

    10 из 10!

    9 мая 2007 | 00:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 2464 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 238 руб.
    Blu-Ray, 424 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    8-9 августа
    08.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-9 августа
    Материал «Бриллиантовой руки» Гайдая вызывал тревогу у Рязанова. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner32 500 000
    2.Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones13 126 000
    3.Дальше живите самиThis Is Where I Leave You11 860 000
    4.Никаких добрых делNo Good Deed10 200 000
    5.История дельфина 2Dolphin Tale 29 005 000
    19.09 — 21.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ЛюсиLucy363 268 530
    2.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil23 427 404
    3.История дельфина 2Dolphin Tale 221 744 320
    4.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars17 262 421
    5.Типа копыLet's Be Cops11 457 861
    11.09 — 14.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 895 438594 017
    Деньги482 366 737 руб.166 894 208
    Цена билета254,49 руб.12,08
    11.09 — 14.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    15.Игры разумаA Beautiful Mind8.640
    16.Криминальное чтивоPulp Fiction8.628
    17.Операция «Ы» и другие приключения Шурика8.618
    18.Властелин колец: Возвращение КороляThe Lord of the Rings: The Return of the King8.601
    19.ГладиаторGladiator8.600
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.ФранкенштейнFrankenstein92.26%
    37.ВаркрафтWarcraft92.23%
    38.ОставленныеLeft Behind92.11%
    39.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.06%
    40.Мир Юрского периодаJurassic World91.97%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Гадкий яDespicable Me201
    ВоронThe Raven121
    Джейми Маркс мёртвJamie Marks Is Dead3
    Соседи1
    Великолепный Гонщик и Человек-Стакан1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.157
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.147
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.407
    Корпоратив4.195
    Человек ноябряThe November Man5.876
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    Дружба и никакого секса?What If02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры