всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1273 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мне как человеку современного поколения, смотрящему в большинстве своем современные киноленты, достаточно непросто объективно оценивать советские фильмы, подобные «Бриллиантовой руке». Не хочется тут распинаться о всеобщем признании этой великолепной картины, о том, какой вклад она внесла в историю кинематографа, сколько крылатых выражений подарила миру, ибо это итак всем известно. Постараюсь сконцентрироваться именно на субъективных впечатлениях зрителя 21 века, впервые посмотревшего сей кинопродукт.

    Первое, что сразу бросается в глаза — это простая и забавная заставка, в которой отображается название фильма и имена актеров, как будто сделанная за пять минут с помощью редактора Power Point. Ах, это приятная музыка, такая озорная и воздушная, как бабочка, порхающая вокруг тебя, эти методично сменяющие друг друга титры без лишних визуальных эффектов — сегодня, в мире прогрессирующих технологий и инноваций, все это смотрится так умилительно, настраивая зрителя на стопроцентный юмор и позитив. На протяжении всего хронометража происходящее на экране будут сопровождать заряжающие хорошим настроением музыкальные композиции, от парадно-строевых до ритмичных сумасбродных мелодий, а также зажигательные песни, добавляющие ленте оптимистического настроя.

    Невозможно пройти мимо актерской игры, ибо настолько необычные и жизнерадостные эмоции она вызывает, и, кроме того, выступает основным и несомненным достоинством произведения. Главный герой этой комичной истории — Семен Горбунков — примерный семьянин, застенчивый и слегка инфантильный служащий, которому судьба подбрасывает неожиданный шанс испытать себя и свои возможности, сделать благое дело обществу, посодействовав раскрытию преступления. Получился так называемый «чистый» образ абсолютно правильного и безгреховного человека, соблюдающего все общественные нормы. Как по-настоящему искренне и робко ему удается удивляться тому, что с ним происходит, подозревать каждого, кто попадается на пути, задавать абсурдные вопросы о том, что как бы итак ясно и понятно. Персонаж Никулина не стесняется самого себя, не раздумывает о том, что делает, не пытается изобразить того, кем он не является: он такой, какой есть, и этим своим непритворством и душевной простотой приковывает к себе внимание, вызывает симпатию, делясь через экран частичкой подлинной добродушной энергии.

    Теперь от положительной стороны перейдем к отрицательно-юмористической, пытающейся «завладеть» драгоценной рукой. Собственно говоря, нарушители закона чисто символически предстают плохими ребятами, нагнетая своими безутешными попытками закончить проваленную операцию смеху ничуть не меньше, чем все остальные действующие лица. Два вроде бы абсолютно не сочетаемых друг с другом как по темпераменту, так и по внешнему виду злоумышленника. Тем не менее, они органично смотрятся в качестве эксцентричной угарной парочки аферистов. Геннадий Петрович — скользкий, взбалмошный тип, трепетно относящийся к своей внешности, напоминающий змея-искусителя, который пытается любыми способами обмануть свою жертву, залезть «под кожу» и хитростью добыть то, что ему нужно. Его соратник — Лелик — полная противоположность. Грубоватый и неопрятный увалень, в прямолинейной и жесткой форме высказывающий все, о чем он думает, и неизмеримо пробивающий на хохот своим суровым голосом и корчащими рожицами.

    Из второстепенных персонажей не терпится выделить мисс «Управдом», которой можно смело дать звание главной «жгуньи» здешнего балагана в самом позитивном смысле этого выражения. Напыщенная придирчивая мадмуазель разбрасывается ехидными фразочками при любом появлении на экране так, что хочется нажать на стоп, промотать обратно и еще раз насладиться этими незабываемыми кадрами. Что-либо комментировать тут даже не хочется, это просто надо видеть и слышать, захлебываясь от хихиканья!

    Мимика персонажей порой отдает излишней театрализованностью и вычурной карикатурностью, которая, правда, нисколько не раздражает. Местами истеричные выходки Андрея Миронова, язвительные шуточки Нонны Мордюковой или чрезмерно выраженная неуклюжесть Юрия Никулина вызывают недоумение и улыбку одновременно. Скорее всего, это не является недостатком, поскольку особенности такого наигранного поведения были присущи многим советским комедиям, и в этом есть своя изюминка. Также иногда сбивал с толку бешеный темп происходящих событий, и в некоторых моментах «сверхскорость» героев создавала ощущения некоего переутомления от столь быстрых жестикуляций. В целом, подобному остросюжетному фильму это, наверное, в плюс, но в финале сюжет настолько быстро проносится перед глазами, что не успеваешь до конца разобрать, а что сейчас вообще произошло, и как это так вдруг все развернулось?!

    Итог. Легкая, незатейливая и задорная советская комедия, каждая минута которой пропитана неимитируемым позитивом, душевностью и отменным «вкусным» юмором. В картине посредством используемой сатиры превосходно изображается общество советского периода с его гибкими и жесткими правилами и устоями, которым должны неукоснительно следовать все граждане. Здесь нет ни единого намека на злобу или ненависть, поскольку это настолько искреннее и доброе кино, приносящее самые радостные и теплые эмоции от просмотра, демонстрирующее, на какие отважные поступки может быть способен с виду неуверенный и застенчивый человек.

    9 из 10

    21 марта 2012 | 18:36

    В нашем веке все погрязло в лживом пафосе. Кинематограф — не исключение. Банальный, унитазно-сартирный, либо пошлый юмор — вот к чему мы сегодня привыкли. Я уж не говорю об интересном сюжете и талантливых актёрах. У нас это почти такое же редкое явление, как смена Путина на посту президента.

    Сюжет «Бриллиантовой руки» интересен, не смотря на свою простоту, а сколько в нем морали! Весь фильм пропитан истинными духовными ценностями. Семён Семёныч — образец верного, храброго мужа, ведущего здоровый образ жизни. Стоит ему напиться, как его жизнь летит ко всем чертям (анти реклама алкоголя). Его жена — преданная женщина, которая верит своему мужу и готова его поддержать в самую трудную минуту. В каком современном фильме вы видели героиню, готовую отказаться от шубы, лишь бы только любимый муж на пару денёчков съездил отдохнуть?

    Особое восхищение вызывают диалоги героев. Большинство реплик из фильмов Гайдая знает даже маленький ребёнок. Цитировать их можно до бесконечности.

    Фильма на все времена, который всегда поднимет вам настроение.

    10 из 10

    21 января 2013 | 01:37

    Совершенно неважно, какие фильмы старался (и старался ли) спародировать Леонид Гайдай в «Бриллиантовой руке», не имеет значения жанровая принадлежность фильма. Ведь о нём можно судить не только как о комедии — затронута весьма не смешная тема паранойи, мании преследования. За океаном Хичкок из контрабанды бриллиантов и подозрительности простого человека мог бы сделать выдающийся триллер. Но в Советском Союзе Леонид Гайдай мастерски обратил страшное в смешное. «Красный» сон — самое наглядное тому доказательство.

    Вклад Юрия Никулина оценить невозможно. Отличная мимика, сопровождаемая «мыслями вслух», забавные, но логичные с точки зрения обычного советского гражданина, поступки (вроде хранения пистолета в жестяной банке), песня про зайцев… Безо всякой клоунады, с полностью серьёзным выражением лица Никулин сделал всё от него зависящее, чтобы «Бриллиантовая рука» превратилась из рядовой комедии в шедевр для нескольких поколений. Однако без Нины Гребешковой домашние страсти семьи Горбунковых наблюдать было бы не так интересно, её монолог, начинающийся со слова «Завербовали!» — это нечто потрясающее.

    Два контрабандиста — интеллигент и верзила — Андрей Миронов и Анатолий Папанов способны удивить в любом из эпизодов. Конечно, они несерьёзные злодеи, но даже свою несерьёзность могут подать со всей серьёзностью. А ещё они умеют очень быстро переходить от комедийного клише к шедеврально-сильной актёрской работе. Кажется, только что герой Миронова проверял кочергу на прочность о свою голову — и вот, он уже «уверовал» и с корягой в руке вышагивает за «спасителем».

    Мало сказать про «Бриллиантовую руку», что фильм легенда. Постановка обросла таким количеством слухов, правдивых и не очень, весёлых историй и фактов, что фильм с их перечислением будет идти немногим меньше самой комедии. Ведь можно рассказывать и о памятном женском голосе, осуществляющем вольный перевод иностранной речи, и о личности шефа, которую долгое время прячут от зрителя, и о песнях, которые для этого фильма как добавочные номера у телефонов того времени — без них ни до кого не дозвонишься, и о хитростях, на которые шёл Гайдай, чтобы уберечь свою работу от цензоров.

    Талантливый человек талантлив во всём и режиссёр, прекрасно зная, где уполномоченные кинокритики найдут острые углы, начал хитрую игру. Ему настоятельно рекомендовали разделить фильм на две части — никаких проблем, Гайдай разделил. Только кто будет отдельно показывать часть фильма длиной шесть минут? Про то, как режиссёр вмонтировал в концовку фильма ядерный взрыв, чтобы удалили именно его, а не какие-либо другие сцены — это давно уже притча во языцех.

    Совсем не так выглядят сегодня контрабандисты. Иначе граждане относятся к сотрудникам милиции. Поменялся внешний вид автомобилей и теплоходов. Даже комедии совершенно не сопоставимы с лентами сорокалетней давности. Но абсолютно не меняется «Бриллиантовая рука», изредка возвращающаяся на экраны телевизоров. И совершенно такое же отношение остаётся у людей к этой доброй комедии из нестареющих (золото не стареет) фондов «Мосфильма».

    9 из 10… «Семён Семёныч!»… Виноват, 10 из 10

    30 января 2010 | 20:37

    «Бриллиантовая рука» — невероятное и удивительное кино, «как ни крути и ни верти», но на протяжении вот уже сорока лет с момента появления этой чудесной картины на экране, любовь к ней со стороны зрителей ни только не пропала, а она все та жа и она не пропадет и не исчезнет даже в скором времени, скорее наоборот, заражает всё нынешнее и уже, рискну предположить, последующие поколения киноманов, которые не могут ни пройти мимо этого комедийного полотна, не поставив ему, без колебания, очередную девятку или десятку.

    »… Усё пропало, шеу! Гипс сымают, клиент уезжает… «

    Лента, представляющая из себя по жанровому набору определение, комедийный боевик, с элементами приключений, главным героем которых выбран скромный труженик Семен Семеныч Горбунков, фамилия которого говорит сама за себя, уже, по правде говоря, вызывает рефлекс смеха, а если учесть еще и то, что он вступает по сюжету еще и в героический поединок с шайкой контрабандистов-валютчиков — уже просто очень хочется смеяться «в голос», но не надсмеиваться, а именно смеяться от чистого сердца.

    »… Будете у нас на Колыме — милости просим. — Нет! Уж лучше Вы к нам… «

    Леонид Гайдай, руководя постановкой всей ленты, выполнил работу и все обязанности, за которые был ответственен, как перед зрителями, так и перед Госкино, на «твердую пятерку». Поставив занимательный ироничный сюжет так, что его можно смотреть с любого момента, не возвращаясь к началу, скрестив юморную комедию приключенческих похождений Семена Семеныча, и, «крутой» боевик его противостояний фальшивомонетчикам на протяжении всего экранного времени, выверев эти две линии в одно целое, приумножив все массой сатиры над «Совком» и тогдашними людьми в нем, добавив крепкий здоровый юмор из диалогов и действий всех героев картины — он создал еще один шедевр советского кино.

    »… На его месте должен был быть Я! — Напьешься будешь… «

    Поднимающий настроение и награждающий дополнительной энергией и иммунитетом по отношению к «серым будням» и «депрессивным состояниям», это кино, как и другие замечательные и искрометные комедии тех лет, может считаться великим «антидепрессантом». Являя собой, благодаря всяческим шуткам и приколам, репликам и цитатам, песням «Остров невезения» и «Про зайцев», веселое и очень смешное действо, которое не может ни вызвать искреннюю улыбку, как во время просмотра, так и после.

    »… Строго на север, порядка 50 метров, расположен туалет типа «сортир», отмеченный на плане буквами «Мэ» и «Жо»… «

    Актеры, исполняющие главные роли, являются целой плеядой звезд своего поколения, на которую только ленивый не сможет и не захочет в очередной раз полюбоваться и восхититься их талантами и безупречной игрой на экране. Такие имена и фамилии, как: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова, Нина Гребешкова, Светлана Светличная… все вместе, они, создающие чудесный ансамбль, среди которого каждый выделяется собственным отличным от другого образом, несущим яркие — юмор, мимику, фразы, жесты — которые вкупе создают цельную замечательную картину, делают ее великолепной.

    »… Нет такого мужа, который не мечтал бы хоть на час стать холостяком… «

    Откровенно «ураганные» моменты, связанные с тонкой сатирой над СССР, выражающиеся в образе Мордюковой и ее приспешников: «Наши» люди в булочную, на такси — не ездят» или «Не будут покупать — отключим газ» это еще и не единственные примеры, коих ой как много в картине; также вдовесок ко всем шуткам, просто заставляют еще раз осознать насколько же много позитива заложено в фильм и насколько же он хорошо переселяется в наши души, заставляя нас «смеяться и плакать» одновременно над теми устоями и правилами в обществе, которые нынче — лишь прошлое.

    »… Не знаю, как у них на Западе, у нас управдом друг человека!… «

    Пожалуй, удивительное явление, но вот по части «ржачных» реплик, цитат, диалогов, приколов, этому фильму, который еще больше, в отличии от многих других лент советского комедийного периода, еще и с тонким социальным подтекстом тех годин, по части — именно объема всего этого нескончаемого юмора, льющегося и выливающегося на зрителей с экранов, наверное практически уже и не имеет равных, ни в сравнении с «братьями по оружию» тех годов и уж тем более, в сравнении с теперешними лентами и современными комедиями.

    »… Детям мороженное, его бабе цветы. Смотри не перепутай! Кутузоу… «

    Однако и разумеется, долго все-таки еще можно продолжать говорить и говорить про такой фильм как «Бриллиантовая рука» или про такое полотно как «Иван Васильевич меняет профессию», но сойтись всем нам всегда было можно и можно сейчас в одном — это картины, которые не стареют и не постареют никогда, это классические экспонаты нашей кинематографической истории, это своеобразная реликвия, которую можно всегда хранить в качестве спасительных талисманов от «невзгод и проблем» дня и дней вообще.

    Удачного Вам всем просмотра, надеюсь вы уже совершили его в 100-ый или 1000-ый раз, если и нет, то не беда, стремитесь — «Бриллиантовая рука» того стоит!

    22 апреля 2013 | 04:12

    В советском кинематографе имеется очень ценное учебное пособие для начинающих режиссеров и будущих мэтров комедий. Учебник под названием «Бриллиантовая рука». Над ним работали великие советские актеры: гениальный выдумщик и мастер перевоплощения Андрей Миронов, безукоризненный и грустный, всеми любимый Анатолий Папанов, нелепый и безумно родной наш Юрий Никулин… Их больше нет, как нет и главного автора этого ценного учебника Леонида Гайдая… Они пришли к нам громко, крича те самые незабываемые слова, которые произносишь чуть ли ни каждый день… Их яркие киноработы врезаются в голову навсегда, по ним сравниваешь остальной мир кино…

    «Бриллиантовая рука»… при произношении этих слов возникают самые добрые чувства, после которых весь фильм проносится перед глазами как детское новогоднее стихотворение, которое помнишь наизусть. Гайдай волшебник, гений всего режиссерского сообщества! Его приключения Сени Горбункова свели с ума большую часть посмотревших этот фильм. А контрабандистам после выхода советской комедии придется придумывать новые способы доставки драгоценностей.

    Именно наши современные режиссеры должны понять и прочувствовать весь процесс творения Гайдая. А не штамповать бездарные и безвкусные комедии. И снова постараться сотворить такое же качественное кино, попробовав подарить нам те самые утерянные временем настоящие эмоции.

    16 апреля 2009 | 13:56

    Гениальная комедия! Тут есть отличный сюжет, бесподобная игра актеров и замечательная режиссура — жаль в России таких комедий уже нет, обидно однако!

    Вообще все комедии великого мастера Леонида Гайдая считаю шедеврами, но «Брильянтовая рука» стала моим любимым его фильмом, это мое мнение не ваше. Все актеры сыграли великолепно, рассказать о каждом вкратце не могу, каждый образ нуждается в подробном обзоре!

    Юрий Никулин — Семен Семеныч Горбунков

    Все-таки Никулин замечательный актер, играет разных персонажей совершенно по разному и каждая его роль отличается от другой! Здесь он играет обычного доброго труженика, сравнивать этого персонажа, скажем с Балбесом и другими его героями бесполезно, слишком уж разные!

    Андрей Миронов — Геннадий (Граф) Козодоев

    Всеми нами любимый, ныне покойный, Андрей Миронов воплотил на экран неуклюжего, но очень хитрого контрабандиста. Думаю, все знают, что я о нем думаю, ведь сыграть плохо Миронов просто не мог!

    Анатолий Папанов — Лелик

    Еще одного контрабандиста, коллегу героя Андрея Миронова, сыграл Анатолий Папанов, сыграл этакого громилу и очень хорошо сыграл кстати!

    Это я о актерах, которые сыграли главные роли, но есть тут масса отличных второстепенных персонажей! Нина Гребешкова, супруга Гайдая, играет жену Горбункова, Станислав Чекан играет лейтенанта милиции, ну а актер Николай Романов играет злодея Шефа!

    «Брильянтовая рука» — это фильм на все времена!

    10 из 10

    19 сентября 2009 | 08:54

    Бороздит бескрайнее море белоснежный теплоход, на залитой солнцем палубе заразительно танцует обаятельный жулик Козодоев, отклеился ус у харизматичного дуболома Лелика, ресторан «Плакучая ива» заманчиво блестит огнями, спешит к микрофону подвыпивший непоседа Семен Семеныч Горбунков, не дремлет управдом и наши люди на такси в булочную не ездят… Воздух пропитан романтикой и счастьем. И ведь это не мудрено: на дворе 1968 год.

    Есть фильмы, которые не стареют. Они, как хорошее вино — с годами только лучше. Фильмы, которые всегда с нами, всегда рядом… «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, как раз, один из таких. Казалось бы, сколько раз мы смотрели эту искрометную комедию, сколько раз мы повторяли, сами не замечая, фразочки и цитаты из этой нестареющей классики… Но, каждый раз, мы смотрим шедевр Гайдая, как будто впервые. И дело не только в блестящем актерском составе, не только в великолепном сценарии и режиссуре… Просто, так уже не снимают. И, наверное, никогда не снимут. Атмосфера всеобщего счастья, эйфории, искрометности царит на экране, ощущение радости и безмятежности, веры в лучшее и светлое. Абсолютный лидер советского кинопроката 1968 года «Бриллиантовая рука» и по сей день остается любимейшей комедией многих россиян. Да разве можно не любить эту шикарную, великолепно сыгранную и снятую ленту?! Ведь в ней есть все, что так необходимо по настоящему классной комедии: шутки, ставшие давно культовыми, бесподобный актерский состав, замечательный сценарий, Леонид Гайдай… Но, как мне кажется, дело здесь еще в неповторимой атмосфере, каком-то неповторимом обаянии, как будто создатели ленты заранее знали, что их детище обречено на успех и любовь зрителей.

    Отдельно хочется сказать об актерах. Каждый раз мы пристально всматриваемся в лица уникального Андрея Миронова, великого Анатолия Папанова, самобытного Юрия Никулина, блестящей Ноны Мордюковой… Их нет. Но экран все отдает и отдает нам их души, дарит этот светлый и зажигательный праздник юмора и света, тепла и доброты. По-настоящему великое кино, кино, которое всегда будет с нами, как старинный и преданный друг. Остается лишь в очередной раз порадоваться и поразиться тому, что создал в далеком 1968 году великий Гайдай.

    10 из 10

    13 февраля 2010 | 21:15

    Ох, и неблагодарное же дело — писать рецензии на такие культовые фильмы, особенно, если тебе что-то не понравилось. Но все-таки я попробую.

    Начну с того, что творчество Леонида Гайдая мне очень нравится. Я смотрел его фильмы периода «Пес Барбос и необычный кросс»-«Инкогнито из Петербурга», и мне практически все понравилось. Но вот «Бриллиантовая рука»…

    Фильм, отмечу сразу, довольно неплохой. Мне очень понравилась игра Юрия Никулина, Андрея Миронова, Нины Гребешковой… Мне понравились песни и сцены, в которых они звучат. Меня смогли рассмешить и многие из шуток этой комедии.

    Но увы, есть, на мой взгляд, и минусы. Самый главный- Нонна Мордюкова. Как я читал, многие критики в год выхода картины считали ее игру неудачной, и я, пожалуй, с ними согласен. Ее героиня не вызвала у меня смеха, только очень сильное раздражение. Это, конечно, сатира, но я, знающий о том времени только по рассказам, не смеялся.

    Второй минус- Анатолий Папанов. В принципе, играет он здорово, но в некоторых моментах его Лелик казался таким же глупым, как и героиня Мордюковой, причем эта глупость была несмешной(к примеру, «Буквы Мэ и Жо»). Однако во многих других моментах он мне действительно понравился(" Сядем усе!»).

    Безусловно, фильм хорош, даже очень, и вполне заслуживал бы десятку от меня, если бы не указанные минусы. Только из-за этого серая рецензия и

    8 из 10

    Простите, почитатели этого фильма, но больше не могу.

    13 февраля 2014 | 02:39

    Гайдай!!! Такого больше не родится. Для нашего менталитета покультовей тарантинов и скорсез. Когда я в очередной раз пересматриваю его «Бриллиантовую руку», всегда ловлю себя на мысли — возможно ли превзойти то, что он сделал? И как сформулировать это «то»? Вопрос.

    Во-первых. Помогал и спасал. Эпоху. От скуки и серьезности. Хотя бы на время, изредка «легким движением руки» вырывал массы из пафоса «светлого будущего» коммунизма, двух и трехгодичных пятилеток, всеобщей благости, положительности, серьеза, неулыбчиво-поучительной атмосферы газеты «Правда». Как это верно сказано о советском времени — время серьезности! А еще — жизни как положено, а не как хочется или как придется. И уж точно не легкомыслия и ветрености…

    А во-вторых?

    Со стопроцентной, неоспоримой (в том числе и документально) уверенностью о гайдаевских киношедеврах можно сказать только одно — «чемпионы проката». Все остальное — тайна за семью печатями. Вот как раскрыть тайну «Бриллиантовой руки» — этот долговечный феномен отечественного кинематографа? Почему столь простой и непритязательный фильм смотрят до сих пор, не уставая? Откуда столько радости и простоты, милого наива, ведь даже соцзаказ и конъюнктура здесь только умиляют — не претят.

    Думаю, все дело в юморе. У Гайдая бессодержательного смеха не существует. Это только невнимательным кажется, что его смех является самоцелью (смех ради смеха, так сказать), нередко он приобретает оттенок глубокомыслия, не теряя при этом и своей безобидности, и «чистоты формы», т. е. эмоциональной, психофизиологической — вечной природы. Он не только смешащий, но и умиляющий, и сострадающий, и мудрый, и терпеливый, и любящий. Он способен функционировать в очень широком эмоционально-смысловом диапазоне — от вражды, агрессии — к освобождению, снятию оков серьеза, рамок правильности, канонов приличий; от валяния дурака (наша древняя национальная форма смеха) — к утверждению и созиданию. У Гайдая это всегда восходящая градация, ведущая к победе над мелким, низким, презренным.

    Гоголь, Щедрин отучили нас от того, что смехом можно любить человека, а не только издеваться или критиковать, выставляя наружу все его пороки и недостатки. У Гайдая (которого я остерегусь называть сатириком, для меня он теплый юморист, который смеется не плача, а, как и положено, без причуд — просто улыбаясь) всегда больше животворящего и утверждающего смеха. И именно в минуты такого смеха над идиллическими сценами наивной жизни С. С. Горбункова, его Нади и милых ребятишек у меня каждый раз сжимается сердце от легкой ностальгирующей боли-воспоминания о советском семействе дедушки и бабушки, без возврата канувшем в прошлое.

    Гайдай как художник, как гений комедии, как юморист непревзойденно чист. Лишен двусмысленности, тяжеловесности подтекста, логизма, расчета, назидания. Чисты его герои — злодей так злодей (свой, с утепляжем, с очаровательной мироновской улыбкой, манерным взмахом светличных ресниц и медвежьим слухом и голосом Лелика-Папанова: «и-и-и два гусЯ…»), герой так герой (свой, родимый, не подведет, не предаст и не выдаст, правда, не знает как падать, не ломая руки, и куда прятать пистолет тоже не знает, так ведь это опять по-нашему — падать, так биться, быть откровенным — так уж до конца, до оружия в авоське с дырочками). В мире этих героев мы в кругу чистейших первообразов, а с недавних пор еще и мифологем советского национального характера.

    Но даже когда этот самый характер выветрится из нас без остатка и без надежды на возвращение, смех Гайдая все равно останется, потому что он не актуален, а вечен, как и святая способность человека смеяться над собой, как мудрое понимание — быть идеальным — стагнация и смерть.

    Да. Мы такие — неидеальные, смешные, вечные, гайдаевские клоуны, чудаки, Иванушки-дурачки, Семен Семенычи Горбунковы и, простите за предположение, Козодоевы. Тем, кто ими хотя бы изредка быть не хочет или не может, сочувствую. И призываю: в минуту своей величайшей серьезности пересмотрите Гайдая и поверьте — смех честен и чист… Если это смех над собой.

    18 июня 2013 | 10:24

    Если говорить о достижениях нашего, отечественного, искусства, в частности, о кино — то «Бриллиантовая рука» просто обречена быть упомянутой. И тому я назову 5 причин:

    1. Не буду оригинальна: блестящий, а вернее ослепительно сверкающий актёрский состав. Миронов, Папанов, Никулин, Гребешкова, Филиппов, Мордюкова, Светличная… Все персонажи — начиная с главных героев и заканчивая второстепенными, а то и третьестепенными действующими лицами (например, кто не вспомнит того громилу — «Папаша, огоньку не найдётся?» ?!) — бросаются в глаза и не способны исчезнуть из памяти.

    2. Тонкая ирония, умело замаскированная под безобидный юмор. Впрочем, иронию тут и впрямь трудно назвать кусачей или колкой, однако Гайдаю пришлось за право донести её до зрителей побороться. Кому интересно — тот может прочитать про историю съёмок фильма, благо найти её на просторах рунета можно за считанные секунды. Там все тёрки режиссёра с чиновниками от Министерства Культуры подробно описаны.

    3. Цитаты, ушедшие в народ и прочно поселившиеся в его сознании. Здесь без комментариев.

    4. Замечательнейший контраст, яркий гротеск. Возьмём тех же двоих подельников-контрабандистов. Один — грубоватый мужлан (Папанов), второй элегантный, несколько манерный тип (Миронов). Сплав таких двух противоположностей даёт просто изумительный результат! Или же белокурая красотка Анна Сергеевна в исполнении Светличной (от благосклонности которой, по словам Геши, невозможно отказаться), самозабвенно заигрывающая с невзрачным растяпой Семёном Семёнычем. Конечно, заигрывала она с определённой целью, но как смотрится!..

    5. Захватывающий сюжет с неожиданными изгибами и поворотами.

    Фильм на века.

    Фильм, который стал частью нашей культуры, нашего быта, нас самих.

    12 июня 2010 | 20:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 109 руб.
    DVD, 2899 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    Blu-Ray, 488 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    8-9 августа
    08.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-9 августа
    Материал «Бриллиантовой руки» Гайдая вызывал тревогу у Рязанова. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.Три идиота3 Idiots8.141
    186.СхваткаHeat8.140
    187.ХулиганыHooligans8.139
    188.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.137
    189.Принцесса МононокеMononoke-hime8.136
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted: Drake's Fortune92.82%
    27.Чем дальше в лесInto the Woods92.80%
    28.СудьяThe Judge92.72%
    29.Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep92.68%
    30.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.60%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy14
    ПревосходствоTranscendence106
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here20
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes51
    Хоть раз в жизниBegin again22
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.496
    ГераклHercules6.312
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.539
    Домашнее видеоSex Tape5.835
    Король сафариKhumba5.822
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    Кавказская пленница!21.08
    Если я останусьIf I Stay28.08
    премьеры