всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1884 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Еще один шедевр от великолепного режиссера Леонида Гайдая. Комедия «Бриллиантовая рука» сочетает в себе лучшие традиции советского кинематографа, и это воистину прекрасно.

    Образ Горбункова, воплощенный Юрием Никулиным бесподобен, за действиями его героя не устаешь смотреть. Сочетающая в себе очень тонкий юмор и хорошо проработанных персонажей, эта картина быстро стала любимой в рядах массового зрителя.

    Как хочется порой, чтоб и в жизни было так, был какой-то «Шеф» и были интересные аферы, в которые мы были бы вовлечены, но зная, что выйдем сухими из воды. Хочется побыть в приключении и посему раз нам этого было не дано, то Леонид Гайдая сам погрузил нас в увлекательное путешествие, путешествие полное интриг, веселья, афер и бесподобного юмора. Мир приключений, что крутится вокруг персонажа Юрия Никулина.

    В фильме не только хорошая музыкальная, но и отличная операторская работа, в купе с талантливыми актерами. Великие имена, имена талантов. Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нина Гребешкова(в жизни жена Гайдая) и много других актеров и друзей Леонида Гайдая, сделали картину тем, что она есть, а именно потрясающей и продуманной комедией. Комедия, да такая, словно наркотик, посмотрев раз нельзя не вернутся к этой теме и заново не проникнутся симпатией к любимым героям.

    Персонаж Юрия Никулина — Горбунков, абсолютно обычный русский человек, волей не волей вовлеченный в опасное приключение, приключение полное тайн и опасностей и его герою правда сопереживаешь и не хочешь, чтобы он стал жертвой опасных бандитов.

    Этим бандитам надо отдать должное, каждый раз терпя очередное фиаско от Горбункова, они придумывают все более хитроумные планы по захвату тайных сокровищ, что спрятаны у Горбункова в руке под гипсом. Бандиты не лишены юмора сами, а особенно, персонаж Анатолия Попнова, их тандем с Андреем Мироновым смотрится поистине смешно, а за их диалогами и затеями интересно наблюдать.

    Определенно одна из самых смешных и удачных комедий гения Леонида Гайдая и определенно трудная, но отлично продуманная работа, не ради денег, а чтобы порадовать простого зрителя, чтобы спустя много лет тот сказал «Папа, а давай посмотрим Бриллиантовую руку в миллионный раз»

    Рецензия от «Коротко о главном»

    10 из 10

    23 июня 2016 | 00:17

    Ты что, глухонемой?
    Да!
    Понятно…

    Бриллиантовая рука (я люблю этот фильм)

    Перед нами классика советского кинематографа. Фильм вышел в далеком 1968 году и снимал его гениальный русский режиссер Леонид Гайдай. А главную роль в этом фильме игра очень талантливый комедийный актер Юрий Никулин. Нужно сказать, что это его золотая роль в кинематографе. Он просто был рожден для этой роли. Другого актера на эту роль просто не существует.

    Леонид Гайдай и раньше снимал фильмы с Юрием Никулиным. Вспомните хотя бы такие классические фильмы как «Деловые люди», «Кавказская пленница» и «Операция Ы». Но во всех этих фильмах Юрий Никулин играл маленькие и второстепенные роли. А Леонид Гайдай просто хотел подарить ему главную роль в своем фильме. А такой видный актер, конечно, ее заслуживал. В 1968 году появился Семен Горбунков и однажды он сломал себе руку. Так родилась легенда…

    Нужно сказать, что у этого фильма очень хороший актерский состав. Такие актеры как Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова и др. просто не могли играть в плохом фильме. Такие актеры своей игрой могли вытянуть абсолютно любой фильм. А еще у этого фильма есть очень сильная режиссура. Гайдай не дает фильму провисать и накладывает одну шутку на другую. В итоге фильм получился гомерически смешной. Ну а про крылатые фразы даже говорить не стоит, потому что все они давно уже ушли в народ.

    В итоге мы имеем один старенький, но очень веселый и я бы даже сказал хулиганистый фильм. Знать такие фильмы нужно всем киноманам. Раньше в СССР снимали настоящие шедевры. Фильм заслуживает только самые высокие оценки. А закончить свой отзыв я хотел бы своей любимой фразой из фильма…

    Сеня!
    Дичь!!!


    Спасибо.

    10 из 10

    29 июня 2010 | 20:51

    На такие фильмы рецензии не пишутся, такие фильмы передаются из уст в уста, формируя желание сходить на него в кино. А как иначе, когда нет ни «КиноПоиска», ни интернета, ни компьютера? Фильмы можно смотреть лишь в кино или по телевизору. Поэтому мнения других людей формировали твое собственное, в то время нельзя было плохо снимать: за это наказывали и вообще было очень стыдно.

    Фильм «Бриллиантовая рука» является одним из наиболее известных и любимых нами фильмов отечественного кинематографа с замечательным набором известнейших актеров, выкладывающихся на все 100%. Все элементы отличного кино охвачены: блистательные актеры, достопримечательности, музыка, продуманный и интересный сюжет, передана эпоха советского пространства — словом, великолепная работа, в которой везде соблюдена гармония: все прекрасно сделано, подогнано к другому элементу и композиция в целом выглядит ладно.

    Всем тем, кто хочет снимать художественные фильмы на «русскую» тематику, о великом русском народе, стоит внимательно пересмотреть классику отечественного кинематографа, так как они являются эталонами народного кино, прекрасно передавая как эпоху того времени, так и царящее тогда настроения и нравы. Одним из важнейших показателей «народности» кино можно считать разбор фильма на фразы, ставшие впоследствии «крылатыми». «Крылатыми» фразами становятся лишь те, которые действительно близки нам по духу и соответствуют окружающей нас обстановке и времени. «Шеф, все пропало!», «Никакой самодеятельности!», «Чтоб ты жил на одну зарплату!» и многие другие. Все эти фразы используются нами и по сей день, уже выросло следующее поколение, скачивающее «Бриллиантовую руку» из интернета, но и им также нравится это кино, эпоху которого они лишь слегка застали, они пересматривают его на праздники, в кругу семьи. Вот что такое культовое, народное, отечественное кино! И я, родившийся спустя 30 лет после выхода «Бриллиантовой руки», отдаю ему дань уважения.

    4 января 2014 | 18:30

    О всех фильмах Леонида Гайдая выходивших в то время, хочется не просто рассказывать, а петь. Потому-что простому любителю кино как я, спокойно говорить о его творчестве невозможно, эмоций берут верх. Поэтому я с радостью ими поделюсь, и попытаюсь рассказать про героев фильма, и некоторые интересные факты.

    Для меня этот фильм Гайдая, как и многие другие, всегда не просто добрые комедии, а нечто больше. Главный герой фильма Горбунков Семён Семёныч в исполнений Юрия Никулина — очень серьёзный человек, и хороший семьянин. А в той сцене со Светличной он не виноват, она сама пристала. Поэтому как доказательство моих слов, стоит вспомнить начальные кадры фильма. Не там, где Папанов с Мироновым обнимаются на прощание, а там где у Семёна Семеныча берут интервью, и он говорит, что лучше купил бы жене шубу, чем в кругосветное путешествие ехать. Наверняка 99 процентов женщин, в этот момент позавидовали его жене. А ему самому, в свою очередь позавидует 100 процентов мужчин. Отпустить мужа одного в кругосветное, вместо того чтобы купить шубу. Сразу видно Горбунковы — идеальная семья.

    Завидовать Семёну Семёновичу придется не раз, хотя сначала судьба-злодейка заставила его упасть. Но с гипсом и бриллиантами, он приобрёл ещё и друга. Да какого! Им стал бандит Геша Козодоев или «Козлодоев». Который был готов упасть вместо Сени, позвал его на рыбалку с хорошим клёвом, пригласил в ресторан, и даже заказал «дичь». А как они оба, хорошо поют. Правда Геша работал на Шефа, добавил в друзья Лёлика, и был двуличным. А тот самый его подельник Лёлик, всегда наставлял его, был старше и опытнее. Ведь он знал, что бабе надо дарить мороженое, а детям — цветы. Хотя может, и наоборот.

    Конечно работа проделанная актёрами, не только главных ролей, но и второстепенных, заслуживает бурных оваций. Не буду скрывать, что Миронов и его персонаж, понравился здесь больше всех. Чего только стоит сцена на островке посреди моря. Где он идёт за мальчиком, веря в его святость. Сколько в этой сцене атмосферы, величия, а заканчивается она увесистым пинком, и фразой «а ну, щенок, в сторону, пошёл отсюда!». Сын Ю. Никулина Максим, который играл того мальчика, тогда кстати очень обиделся на Миронова. Всех фраз не сосчитать, но их охота иногда использовать в повседневной жизни. Правда есть и те, которые актёры придумали сами. Так называемая игра слов, или их произношение наоборот.

    Так же в фильме звучит очень душевная «песня про зайцев». И всякий раз когда смотришь фильм, и доходишь до таких же кондиции как и Семён Семёныч, то обязательно ему подпеваешь.

    Я не знаю зачем Володька сбрил усы, но я знаю, что это замечательная комедия! Одна из моих любимых.

    10 из 10

    31 июля 2012 | 22:53

    Икона отечественного комедийного жанра. Весь фильм — один большой афоризм. Одна из лучших отечественных комедий на мой взгляд и лучшая отечественная комедия по опросу телезрителей, проведенному в 1995 году к 100-летию кино.

    10 из 10

    24 апреля 2007 | 23:46

    Рассказывать про фильмы Гайдая бессмысленное занятие — наверняка каждый знаком с его творчеством, ну или на худой конец что-то слышал. Почти все картины этого режиссера давно стали классикой и вписаны в кинематограф золотыми буквами. Не исключение и данный фильм.

    Ох уж эти контрабандисты, и на какие только хитрости они не идут, дабы незаконно переправить через границу какое-нибудь золотишко. Гляди что учудили. Перевести монеты в гипсе. А что? Кто догадается? Прощупать не прощупают, да и вообще поскользнулся, упал, очнулся гипс. И вроде план продуман и даже пароль имеется, чтобы не перепутать человека. Да только все равно все пошло наперекосяк. А все из-за некоего Семена Семеныча Горбункова, который оказался не в то время, не в том месте.

    С момента выхода фильма прошло уже почти 50 лет, а каждый просмотр как будто первый. Все аспекты картины на высшем уровне. Сюжет? Отличная история про контрабандистов и про непутевого экономиста Горбункова, который спутал им карты. Комедия доверху набита различными фразочками, которые давно ушли в народ и шутками, которые всегда вызывают улыбку. Актеры? Да, пожалуйста. Блистают все. Как главные, так и второстепенные персонажи. Юрий Никулин отлично сыграл непутевого Горбункова — примерного семьянина, который попадает в неприятную историю, но не обделен удачей. Андрей Миронов и Анатолий Папанов тандем жуликов пытающихся весь фильм вернуть своё золото. У них разные подходы к делу, но оба они очень запоминающиеся. Из второстепенных персонажей можно отметить управдома Нонну Мордюкову с её «Наши люди в булочную на такси не ездят» и femme fatale Светлану Светличную.

    Долго можно распинаться в комплиментах к этому фильму, он их действительно заслуживает. «Бриллиантовая рука» настоящая классика кинематографа, которая будет с интересом смотреться даже спустя еще 50 лет.

    10 из 10

    2 сентября 2015 | 19:00

    В советском кинематографе имеется очень ценное учебное пособие для начинающих режиссеров и будущих мэтров комедий. Учебник под названием «Бриллиантовая рука». Над ним работали великие советские актеры: гениальный выдумщик и мастер перевоплощения Андрей Миронов, безукоризненный и грустный, всеми любимый Анатолий Папанов, нелепый и безумно родной наш Юрий Никулин… Их больше нет, как нет и главного автора этого ценного учебника Леонида Гайдая… Они пришли к нам громко, крича те самые незабываемые слова, которые произносишь чуть ли ни каждый день… Их яркие киноработы врезаются в голову навсегда, по ним сравниваешь остальной мир кино…

    «Бриллиантовая рука»… при произношении этих слов возникают самые добрые чувства, после которых весь фильм проносится перед глазами как детское новогоднее стихотворение, которое помнишь наизусть. Гайдай волшебник, гений всего режиссерского сообщества! Его приключения Сени Горбункова свели с ума большую часть посмотревших этот фильм. А контрабандистам после выхода советской комедии придется придумывать новые способы доставки драгоценностей.

    Именно наши современные режиссеры должны понять и прочувствовать весь процесс творения Гайдая. А не штамповать бездарные и безвкусные комедии. И снова постараться сотворить такое же качественное кино, попробовав подарить нам те самые утерянные временем настоящие эмоции.

    16 апреля 2009 | 13:56

    Нет для кинорежиссера жанра труднее и нервотрёпнее комедии. Естественный спуск с олимпийских высот к легкости, непритязательности, общедоступности, требуемой формой, да еще чтобы при этом от истины ходячей всем стало больно и светло (вне зависимости от уровня образования и социальной принадлежности) — это самый жесткий тест на профпригодность, который под силу лишь истинному таланту, не нуждающемуся в зауми и тумане для вуалирования своей возможной несостоятельности. Таланту народному, поскольку в горних (а потому разреженных) интеллектуальных сферах юмору уже не живется, там остаются разве что фиги в карманах.

    Здоровое же бугага от века объединяло и скрепляло массы куда эффективнее любых политических изысков, особенно в России, где фразы и ситуации от Гайдая, Рязанова и Данелии давно стали важнейшей компонентой национального культурного кода, приобрели почти сакральное значение отделения своих от чужих, агнцев от козлищ по принципу приобщенности или неведения. Из чего как бы следует, что вышеуказанные авторы со своей задачей комедиографов справились и испытание выдержали с честью. Причем не стоит забывать, что чистым, без подмеса комедиографом из них был один Гайдай. Ему одному удавалось работать одними комедийными средствами, без помощи лирики, грусти и ностальгии с одной стороны и злого сарказма на уровне стеба с другой. В национальном кино он один последовательно продолжал традиции балаганной, цирковой почти, а потому уходящей корнями в глубокую древность эксцентрики, более того — вдохнул в них новую жизнь, гениально вписал их в современность.

    «Бриллиантовая рука» в этом смысле кажется мне лучшим из его фильмов, единственным его безусловным шедевром (затмевая даже «Ивана Васильевича», вариации на тему российской государственности которого все-таки самую капельку топорны). В этой картине Гайдай как-то интуитивно нащупал самого удивительного своего героя, одновременно смешного и умилительно трогательного, чистого, как слеза октябренка и положительного до слез, до тревоги за него. Разумеется, идея Гайдая восходит к восприятию клоуна публикой двадцатого века — как существа комичного и грустного, конечно, здесь чувствуется влияние смешных и жалких персонажей великого Чарли Чаплина, но все равно, Семен Семеныч Горбунков, блистательно сыгранный выдающимся клоуном и большим драматическим актером Юрием Никулиным — герой совершенно оригинальный в киноискусстве, хотя и легко узнаваемый. Наивный, неловкий, незадачливый, но поразительно твердый в главном, Семен Семеныч как-то так точно, без прикрас, но любовно воплощает Светлый Образ Советского Человека, что сейчас, по прошествии лет, уже и смеха на него не остается, одно горькое сознание потери…

    Под стать ему и почтенная супруга, Нина Гребешкова. Показательно, что после демонстрации «Бриллиантовой руки» на зарубежных фестивалях, зрители и критики единодушно восхищались «блондинкой из фильма», под которой понималась вовсе не сексапильная Светличная (подобных краль и у них было достаточно), а именно Гребешкова — жена, мать, опора, во все времена стопроцентно надежный фундамент. Разговор супругов в постели после возвращения мужа «оттуда», их телепатическое почти взаимопонимание — это, благодаря гению актеров, вообще одна из вершин комедии в кино, высота, на которую поднимался разве что Пьетро Джерми, да и тот лишь местами.

    На фоне этого несокрушимого бастиона порядочности злодеи, пусть и в подаче великих Миронова и Папанова, выглядят изначально бледно и беззубо — а также понарошку, опереточно, если быть точнее, что не могло бы не придать всей истории некоторую надуманность, не уравновесь ее сатирический и совершенно жизненный персонаж Мордюковой — душителя и разрушителя частной жизни жильцов вверенного ей в управление дома. Швондер, ох Швондер в ней бархатно и роскошно расцветает в последний художественный раз. В то время как целый цветник новых образов колосится у Гайдая впервые (и с большим отрывом впервые).

    Отойдут в прошлое алчно любопытные управдомы, но останутся, разовьются, разбредутся по кино и по мощеным европейским улицам «руссо туристо», не отягченные более облико морале, дамы, не виноватые, потому как «он сам пришел», амбалы в наколках в стиле «папаша, огоньку не найдется», амбалы в пиджаках в стиле «будете у нас на Колыме», шефы, кующие деньги, не отходя от кассы, — ну и несчастные люди-дикари, на лицо ужасные, добрые внутри. Будем надеяться только, что не перевелись еще и Семены Семенычи Горбунковы — где-нибудь в жизни, и что когда-нибудь и они вернутся в кино, почему-то совсем переставшее ими интересоваться…

    24 ноября 2010 | 21:59

    Не погрешу против истины если скажу, что это кино видели все в нашей стране. Все от мала до велика. И у всех было фантастически приподнятое настроение после просмотра. Другое дело, что если кино повторять миллион раз, то конечно есть риск, что оно поднадоест. Но если его смотреть не каждую неделю, а скажем раз в год, то почему бы и нет. Почему эта картина Гайдая снискала славу и народную любовь ? Наверно потому, что люди которые её сделали были не просто гениальными артистами, но и большими трудягами. Везёт, как известно тому, кто везёт, тому кто пашет, как вол без устали. Только при сочетании этих двух моментов возможен мозговой взрыв в сознании людей, что мы и видим на примере фильма «Бриллиантовая рука». Какие-то детали фильма, отдельные эпизодики возможно могут позабыться с течением времени, но некоторые перлы этой замечательной картины навсегда останутся и думаю будут передаваться из поколения в поколения, тем самым подтверждая тезис о не умирающей классике!

    Ситуации, в которые попадают главные героини картины, особенно Семён Семёныч Горбунков свидетельствуют только о том, что в нашей жизни возможно всё. Это кино о вне времени и вне пространства. Это и безграничный юмор и сатира на нашу жизнь и на нас самих. Это кино русское и вряд ли его поймёт иностранный человек. Впервые в истории советского кино был сделан шаг в открытую поговорить со зрителем, поговорить так, что у некоторых возможна отвисла челюсть глядя на полуобнажённую героиню Светланы Светличной. Это вам не стряпуха из одноимённого фильма. Это женщина, которой многое по плечу. Многое, но не всё, о чём свидетельствует герой Юрия Никулина.

    Секрет успеха картины и в контрасте главных действующих лиц. Робкий и застенчивый Горбунков и в противовес ему уверенный в себе и обаятельный Геша. Геша знает жизнь не поныслышке, но вот преуспеть ему почему-то не удаётся. И как бы не бился герой Андрея Миронова, пытаясь сохранить в своих шкурных целях руку гражданина Горбункова, всё равно он потерпит фиаско. Но разве глядя на Гешу вы испытываете отрицательные эмоции? Думаю вряд ли. Не говоря уже о светлом простом человечке Горбункове, который оказавшись за пределами Родины не думает о том, чтобы пойти налево. Более того, он в этих вопросах вообще не сведущ. Видит женщину, которая что-то лопочет, упоминая цигель и хочет ей помочь. На что Геша однозначно даёт понять жрице любви, что они русские туристы с моральным обликом.

    -Геша! Она что-то хочет, может ей помочь?
    -Что она хочет Сеня, я тебе потом скажу. Руссо туристо, облико морале!

    И конечно кино получилось сверх музыкальным. Музыкой, этой фанатастической музыкой, пропитана каждая клеточка этого фильма. И в этом тоже кроется залог успеха картины Гайдая. Если всё-таки есть такие, кто не посмотрел это удивительное кино, то я советую не откладывая дело в долгий ящик накинуться на него, потому что оно замечательное!!!

    10 из 10

    18 июля 2014 | 09:18

    По-моему самая цельная из всех отечественных кинокомедий. А про игру актёров излишни любые комментарии. Геша, Лёлик — разве это возможно забыть?

    19 января 2006 | 13:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>