всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1668 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В нашем веке все погрязло в лживом пафосе. Кинематограф — не исключение. Банальный, унитазно-сартирный, либо пошлый юмор — вот к чему мы сегодня привыкли. Я уж не говорю об интересном сюжете и талантливых актёрах. У нас это почти такое же редкое явление, как смена Путина на посту президента.

    Сюжет «Бриллиантовой руки» интересен, не смотря на свою простоту, а сколько в нем морали! Весь фильм пропитан истинными духовными ценностями. Семён Семёныч — образец верного, храброго мужа, ведущего здоровый образ жизни. Стоит ему напиться, как его жизнь летит ко всем чертям (анти реклама алкоголя). Его жена — преданная женщина, которая верит своему мужу и готова его поддержать в самую трудную минуту. В каком современном фильме вы видели героиню, готовую отказаться от шубы, лишь бы только любимый муж на пару денёчков съездил отдохнуть?

    Особое восхищение вызывают диалоги героев. Большинство реплик из фильмов Гайдая знает даже маленький ребёнок. Цитировать их можно до бесконечности.

    Фильма на все времена, который всегда поднимет вам настроение.

    10 из 10

    21 января 2013 | 01:37

    Белый круизный лайнер прогремел праздничным оркестром, прополоскал на ветру разноцветные флажки и увёз в загадочную даль Семёна Семёновича, чтобы навсегда разделить его жизнь на «до» и «после». Из солнечной заграницы Горбунков явился другим: тронутым светом чужих берегов, словами невиданных доселе женщин и случайным прикосновением судьбы, поигравшей незадачливыми преступниками с чисто дамским лукавством. Как следствие труженики нелегального рынка получили хроническую головную боль, указанный гражданин — перелом психики и массу приключений на загипсованную конечность. А мы — одно из лучших произведений советского кино, разобранное на афоризмы и «ушедшее в народ». Этот фильм нельзя не знать, невозможно не цитировать и почти обязательно любить.

    Неисповедимы пути кинопромысла. Леонид Гайдай снимал детективную пародию, подчёркивающую доблесть и смекалку милиции, но для зрителя «Бриллиантовая рука» стала, скорее, бытовой комедией, иронизирующей над повсеместной властью «шишек» (утрированный образ управдома, преувеличенно влиятельный шеф с манерами местного царька), людскими недостатками и проблемами (пьянство, вездесущие соседи, подозрительность и косность). То, с чем человек безуспешно боролся в жизни, скалило с экрана зубы, становясь мелким, незначительным и попросту смешным. Случайно или нет, но лента обрела черты сказки, в которой отрицательные персонажи низведены до уровня простофиль и неудачников; главный же герой, чудаковатый, но обаятельный малый, побеждает условное зло благодаря не своим умениям, а везению, верности идеалам и душевной чистоте. Этакий фольклорный Иванушка-дурачок в декорациях советских реалий.

    Пространство фильма пестрит, возможно, не всегда осознанными параллелями с разными легендами и поверьями. «Говорящая» фамилия Горбунков отсылает к сказочной поэме Ершова о похождениях бравого конька, который показал своему хозяину (кстати, Ивану) множество диковинных мест и посрамил недоброжелателей. Известным мифологическим сюжетом является путешествие в иной мир (а заграница в сознании советских граждан была чем-то потусторонним, неизведанным и опасным), после которого герой оказывался изменённым и заново обретал себя. Богатыми на интерпретации представляются образы моря (воды) и рыбы: персонаж Никулина — работник некоей «Гипрорыбы», одной из ярких сцен фильма стала рыбалка, Михаил Иванович «чует», что попалась «крупная рыба». Вода — символ первозданного хаоса и, в то же время, животворного жизненного начала; рыба, олицетворяющая изобилие, в рамках родной стихии наделяется свойствами демиурга, дающего новое рождение. Гигантская рыба-кит существует не только у Ершова, но и в сказании об Ионе, что был проглочен, а затем выпущен морским чудищем. К слову, у счастливца оказалось два сына: «рыбачивший с причала» Апостол Андрей и Симеон, будущий Апостол Пётр («камень»). Именно камень бриллиант, символизирующий твёрдость и чистоту, в сочетании с рукой (божественная активность, рука судьбы) давал герою защиту от козней врагов. Любопытны и значения имён в фильме: Анна — «милость Божия»; Михаил — «подобный Богу»; Семён — «услышанный Богом»; Надежда, которая в переводе не нуждается. И с другой стороны: Варвара — «дикарка, варварка», Лёлик — «невзрачный, забитый человек», Геннадий Козодоев с «родовитым» именем и совершенно несуразной фамилией. Такой вот необязательный смысловой ряд.

    Истинные бриллианты ценят не только девушки, но и все остальные. Есть в фильме ещё один замечательный образ: прекрасных ностальгичных 60-х, когда деревья были большими, жизнь — светлой, а люди счастливыми. Талантливый демиург Гайдай создал мир, куда хочется возвращаться, историю, не стареющую с годами, героев, в которых всенародно любимые актёры будут жить всегда. Словно они не ушли, а просто отправились на белом корабле к далёким берегам…

    Посвящается =Коту=

    2 сентября 2012 | 16:30

    Леонида Гайдай — удивительный человек, вклад которого в кинематограф невозможно оценить. Этот режиссер создал множество прекрасных фильмов, которые спустя годы остаются все так же горячо любимыми множеством зрителей. Не боясь экспериментировать с жанрами, используя смелые идеи, Гайдай довел романтику советского быта до идеального состояния.

    Вот и «Бриллиантовая рука» с первых же кадров окунает нас в давно ушедшую эпоху советского романтизма, где в приморском городе орудует банда контрабандистов во главе с Шефом и его помощником Графом. Хитрый план бандитов заключается в том, что Граф отправившись на круизном лайнере в зарубежный тур, должен забрать драгоценности в загипсованной руке. Но в силу обстоятельств на указанном месте оказывается некий Семен Семенович Горбунков, честный советский труженик и примерный семьянин. С этого маленького недоразумения и начинается захватывающая история…

    Образ главного героя, с сумкой-авоськой в руках, в кепке, со скромным лицом и большими выразительными глазами олицетворяет простого советского человека, живущего обычной жизнью. Возможно, что в той или иной мере представители старшего поколения находили в нем себя, персонаж Юрия Никулина кажется таким знакомым и родным, вызывая самые теплые эмоции.

    «Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся — гипс!»©

    Игра Юрия Никулина выше всяких похвал. Ибо он прекрасно попадает в образ, каждым жестом, мимикой, или просто взглядом открывая и передавая внутренний мир и все переживания своего персонажа. Каждая реплика Сёни так и вызывает взрыв смеха, и не важно какой раз зритель смотрит это кино, и пусть знает каждую шутку наизусть, но магия гайдаевского кино всегда работает безотказно. Добрый светлый юмор, именно ним наполнена каждая минута этой прекрасной ленты. Множество цитат, как это бывает в большинстве случаев с фильмами автора, ушли в народ и стали крылатыми.

    «Если человек идиот, то это надолго!» ©

    Не могу не отметить блестящий актерский тандем Андрея Миронова и Анатолия Папанова с его неповторимым тембром голоса. В роли отрицательных персонажей они выглядят восхитительно и обладают своеобразным шармом. Лёлик и Гена Козодоев, находясь в состоянии постоянного конфликта, создают массу комических и самых неожиданных ситуаций.

    «Шампанское по утрам пьют только или аристократы, или дегенераты». ©

    Очень ярко и органично вписаны линии второстепенных персонажей. Не могу не упомнить об управдоме в исполнении Нонны Мордюковой. Эта героиня олицетворяет советских чиновников низшего звена, и является шаржем на саму систему управления того времени.

    «Распространите среди жильцов нашего ЖЭКа. А если не будут брать — отключим газ!» ©

    И как не вспомнить обворожительную Анну Сергеевну, с ее достаточно откровенной сценой, и фразой «Невиновата я. Он сам пришел!». Образе роковой красотки Светлана Светличная выглядит очень убедительно.

    Фильмы Леонида Гайдая — удивительный самобытный мир, который поглощает все внимания и смотрится на одном дыхании, вызывая самые светлые эмоции. «Бриллиантовая рука» — не стала исключением, ибо каждая минута этой ленты наполнена позитивом, небывалой легкостью и колоритом. Кстати, в фильме появляется все тот же черный кот, которого можно увидеть в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию» и «Приключения Шурика», являясь своеобразной подписью автора.

    10 из 10

    12 марта 2013 | 21:25

    Воистину народное кино! Кино, которое смотрели, смотрят и будут смотреть. Комедия, которая не надоедает никогда. Я это прекрасно осознаю: когда фильм «Бриллиантов рука» показывается, по ТВ практически все мои знакомые смотрят его (наверно уже в сотый раз), хотя знают уже весь фильм наизусть

    Каждая фраза в фильме стала крылатой. А это о многом говорит. Про игру актёров комментарии излишни. Просто гениально!

    Комедия — шедевр. Аплодирую стоя.

    9 из 10

    14 августа 2010 | 12:33

    Не каждому фильму удаётся по прошествии долгих лет сохранять такой огромный интерес к себе. Фильм Леонида Гайдая, похоже, что способен на это. История одного примерного семьянина, работающего старшим экономистом, который при всём своём желании купить жене — шубу, вместо того, чтобы съездить в круиз, всё таки, не без помощи супруги, отправляется в морское путешествие. Там его пути переплетаются с контрабандистами, и он самым нелепым образом оказывается нагружен драгоценностями, которые спрятаны в его гипсе. А дальше мы видим, неудачные попытки контрабандистов заполучить драгоценный гипс в свои руки, которые всё таки остаются с носом, а Семён Семёнович Горбунков благополучно возвращается к семейной жизни.

    Роль Семёна Семоновича исполняет Юрий Никулин, который просто изящно вливается в образ добродушного и приветливого семьянина. Роль контрабандистов исполнили харизматичный Андрей Миронов и непоколебимый Анатолий Папанов. Роль жены Семёна Семёновича играет жена Леонида Гайдая — Нина Гребешкова.

    Картина снималась в то время, когда действовала чрезмерная цензура, поэтому Леониду Гайдаю пришлось многое сыграть на тот лад, который диктовали цензоры, чтобы наконец фильм вышел в свет. Но даже при этих обстоятельствах она не потеряла свой ироничный характер и всё же дошла до наших глаз так, как хотел этого режиссёр. Просмотрев этот фильм можно приблизиться и прочувствовать тот уклад жизни, который действовал в 70-е года. Картина замечательно передаёт атмосферу того времени.

    Реплики героев данной картины довольно живо вошли в речевой оборот граждан нашей страны, такие как:«Куй железо не отходя от кассы», «Собака — друг человека», «Я не трус, но я боюсь!», «Не виноватая я! Он сам пришёл!» и другие.

    На протяжении всего фильма, не пропадает интерес к его просмотру. Смотрится непринуждённо и довольно спонтанно. Даже при повторном просмотре улыбка достигает того же размера, что и на первом сеансе. Забавная игра актёров заставляет безустанно смотреть на экран, даже слепых, как бы это сказал Анатолий Папанов. Обязательно ознакомьтесь с этим комичным фильмом, если Вы ещё по неведомым причинам, обошли его стороной.

    16 августа 2013 | 13:23

    В советском кинематографе имеется очень ценное учебное пособие для начинающих режиссеров и будущих мэтров комедий. Учебник под названием «Бриллиантовая рука». Над ним работали великие советские актеры: гениальный выдумщик и мастер перевоплощения Андрей Миронов, безукоризненный и грустный, всеми любимый Анатолий Папанов, нелепый и безумно родной наш Юрий Никулин… Их больше нет, как нет и главного автора этого ценного учебника Леонида Гайдая… Они пришли к нам громко, крича те самые незабываемые слова, которые произносишь чуть ли ни каждый день… Их яркие киноработы врезаются в голову навсегда, по ним сравниваешь остальной мир кино…

    «Бриллиантовая рука»… при произношении этих слов возникают самые добрые чувства, после которых весь фильм проносится перед глазами как детское новогоднее стихотворение, которое помнишь наизусть. Гайдай волшебник, гений всего режиссерского сообщества! Его приключения Сени Горбункова свели с ума большую часть посмотревших этот фильм. А контрабандистам после выхода советской комедии придется придумывать новые способы доставки драгоценностей.

    Именно наши современные режиссеры должны понять и прочувствовать весь процесс творения Гайдая. А не штамповать бездарные и безвкусные комедии. И снова постараться сотворить такое же качественное кино, попробовав подарить нам те самые утерянные временем настоящие эмоции.

    16 апреля 2009 | 13:56

    «Что это у Вас с рукой?», — спросил водитель такси у Горбункова.

    «Почему он интересуется? Что это, — простое любопытство?! Подозрительный тип…», — начал размышлять про себя Семён Семёнович.

    «Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся, — гипс.», — наконец, ответил странному водителю гражданин Горбунков.

    «Вы в самодеятельности участвуете?», — в ответную задал вопрос водила.

    «Участвую!», — выпалил загипсованный и уже изрядно нервничающий Семён.

    «Зачем же я соврал? Я же не участвую!.. А зачем он спросил?.. Зубы заговаривает — очень подозрительный тип.», — вновь начал мысленно сомневаться наш гражданин.


    1969 год… Советское кинопроизводство находилось в своём зените, что называется, в самом соку — проходило этап бурного развития и совершенствования. Особенно популярными в то время в нашей стране были, как это известно, фильмы комедийного содержания, направленные на активистскую, партийную и патриотическую деятельность, тем самым, как бы поднимая «боевой дух» советских граждан. Тема «хороших» коммунистов и беспартийных бандюг, «некомсомольцев» в те времена была очень актуальной и популярной.

    Итак, Леонид Гайдай и его великолепное детище «Бриллиановая рука». Эту картину, наверное, вдоль и поперёк засмотрели наши с Вами родители, и особенно бабушки с дедушками, которые, каждый раз попадая на этот фильм при щёлкании кнопок телевизора, неустанно приговаривают: «Ах, было время!»; «Да-а, в Советское время всё было гораздо лучше!..». Раньше, будучи ещё маленьким, я как-то не особо разделял их страстную и пламенную любовь к старым советским комедиям, да, смеялся, да, радовался, но, к сожалению, не ценил как классику и как великолепные проявления русского творчества…

    Сейчас же, к своей радости и счастью, очень доволен, когда удаётся посмотреть фильмы о приключениях Шурика, либо всем известный «Служебный роман», либо «Иронию судьбы»… Ах, эта Советская эпоха! К сожалению, не смог её застать, но по многочисленным комментариям и рассказам своих родителей, очень хотел бы вернуться в те, цитирую «светлые, социалистические, добрые и родные советские времена».

    Но поговорим о фильме. В данной картине стержнем сюжета является незаконная, даже преступная деятельность — контрабанда, да ладно товаров в виде шмоток или продуктов, а то — драгоценностей, золота и бриллиантов. С помощью истинного комсомольца и убеждённого коммуниста с инновационными веяниями С. С. Горбункова местные органы власти и правоохранительные структуры пытаются поймать, что называется, на живца банду нерадивых спекулянтов. Вот только этой самой жертвой и мишенью-приманкой оказывается «простой герой» Семён Семёнович..

    Стоит ли говорить, насколько весело, увлекательно, и, словно в первый раз, интересно и завораживающе вот уже в 30-50 раз пересматривать уж наизусть выученную картину, вместе с героями ездить на «Чёрные скалы», оказываться в роскошном отеле «Атлантика» или праздновать «премию» бандита в ресторане «Плакучая ива»… И чего только не происходило с нашим героем, волей случая однажды упавшего на одной из стамбульских улиц, и в сердцах крикнувшего заветную фразу «Чёрт Побери!..»

    Да.. Смотря этот фильм, просто не можешь не скрывать всего удовольствия и радости, и порой не можешь удержаться, и подпеваешь неподражаемому Никулину с его любимой песней «О зайцах» — 

    »… А нам всё равно, а нам всё равно, пусть боимся мы волка и сову…»

    Этот кинофильм — целая эпоха, этот кинофильм для меня, и для миллиона жителей нашей страны, — чистый, яркий, светлый, прекрасный и замечательный фильм об СССР, каким он был. Фильм, который приносит добро, улыбки и очарование. Это не иначе, как шедевр, шедевр киноискусства безвозвратно ушедшего от всех нас времени.

    Только 10 из 10!.. А разве может быть иначе?!

    9 марта 2010 | 11:11

    Обычный среднестатистический(даже более чем усредненный) советский гражданин Семен Семеныч Горбунков на белом корабле отправляется в круиз в дальние страны, неведомые человеку за железной занавеской, приоткрывающейся лишь избранным в то ностальгическое время. Запад в лице турецкоподданных потомков Остапа Бендера советского же разлива искусит его и вплетет в почти что детективную, но больше эксцентрическую историю о бриллиантах.

    Едва ли найдется на территории бывшего СССР человек, который бы не видел знаменитую комедию «Бриллиантовая рука», снятой в 1968 году выдающимся русским комедиографом Леонидом Гайдаем. Пародирующая западнические элементы детективного жанра, преисполненная почти на завуалированных резких для тогдашней цензуры гэгов и метких фразочек, мгновенно ушедших в народ, безидеологическая и непринужденная комедия, «Бриллиантовая рука» и поныне многими воспринимается как просто легкое и непритязательное развлечение, золотом выбитое в истории советского кинематографа.

    Мейнстримовый по сути Гайдай не был злым сатиром, но конкретные веяния тогдашних времен он умел угадывать, потому «Бриллиантовая рука» — это шедевр тонкой иронии по отношению к царящему в конце 60-х годов образу жизни советского человека и окружающей его реальности и при этом фильм стал самой квинтэссенцией тех далеких и незнакомых многим молодым людям времен, чуть наивных, но, черт побери, прекрасных. Стремление обойти лапинскую цензуру вылилось в эпохальный кадр ядерного взрыва в финале и в итоге все остальные возмутительные моменты в картину вошли почти нетронутыми и овеянными религиозной и метафорической семантикой. В данной картине присутствует и deux ex machina, препарирующая фильм в сугубо кинематографическую реальность, созданную Гайдаем и облеченную в язык эксцентрики. Перенасыщенный многообразием символов, фильм в памяти народной остался просто комедией с бытовым оттенком и неувядающим юмором о простом человеке, попавшем в непростую ситуацию и волею высших сил и цепи случайностей победившем зло, глупое и тривиальное.

    Игра всех без исключения актеров в ленте — это искрящийся гротеск и яркая убедительность. Карикатурные злодеи блестяще исполнены дуэтом Андрея Миронова и Анатолия Папанова, блистает и Юрий Никулин, создавая образ простоватой комичности. Невозможно не отметить и ярких второплановых персонажей в лице Светланы Светличной, Нины Гребешковой и Нонны Мордюковой.

    Операторская работа Игоря Черных местами полна оригинальных визуальных находок, а гениальный саундтрек от композитора Александра Зацепина и поныне звучит ярко и идеально вписывается в структуру фильма.

    Итак, «Бриллиантовая рука» — одна из самых выдающихся комедий советского и мирового кино(рейтинг Imdb тоже весьма высок). полная тем не менее скрытого смысла, ироническое путешествие в советскую действительность, неустаревающее вот уже 35 лет.

    10 из 10

    14 августа 2013 | 17:20

    У каждого человека есть свои способы расслабиться и сбросить нервное напряжение. Кто-то пьет пиво, кто-то танцует, кто-то вырезает лобзиком, а кто-то просматривает свои любимые фильмы. Так вот «Бриллиантовая рука» — это один из вечных антидепрессантов с мощнейшим действием и всяким отсутствием побочных эффектов.

    Помимо всего прочего, «Бриллиантовая рука» — это что-то смутно-родное, воспоминания прошлого, всего того лучшего, что было у нас в детстве и в Союзе того времени. Эти белые теплоходы, светлые люди, такая надежная и берегущая нас милиция(вот бы в реальной жизни так, правда?), идеальная семья, ресторан «Плакучая Ива» в южном городе, такое смешное и всегда наказуемое зло, а ко всему прочему добродушные здоровяки-добытчики севера с легендарной фразой: «Ну, будете у нас на Колыме…» В нынешнее время, хочется ответить по примеру героя Андрея Миронова: «Нет, уж лучше вы к нам.»

    Что можно еще добавить? Разве только то, что когда слышишь название этого фильма, или одну из множества цитат, на которые буквально порвали ленту — сразу же начинаешь улыбаться. А на душе становится легко и весело.

    Так нужны ли иные критерии оценки фильма?

    24 июня 2010 | 17:22

    Гайдай!!! Такого больше не родится. Для нашего менталитета покультовей тарантинов и скорсез. Когда я в очередной раз пересматриваю его «Бриллиантовую руку», всегда ловлю себя на мысли — возможно ли превзойти то, что он сделал? И как сформулировать это «то»? Вопрос.

    Во-первых. Помогал и спасал. Эпоху. От скуки и серьезности. Хотя бы на время, изредка «легким движением руки» вырывал массы из пафоса «светлого будущего» коммунизма, двух и трехгодичных пятилеток, всеобщей благости, положительности, серьеза, неулыбчиво-поучительной атмосферы газеты «Правда». Как это верно сказано о советском времени — время серьезности! А еще — жизни как положено, а не как хочется или как придется. И уж точно не легкомыслия и ветрености…

    А во-вторых?

    Со стопроцентной, неоспоримой (в том числе и документально) уверенностью о гайдаевских киношедеврах можно сказать только одно — «чемпионы проката». Все остальное — тайна за семью печатями. Вот как раскрыть тайну «Бриллиантовой руки» — этот долговечный феномен отечественного кинематографа? Почему столь простой и непритязательный фильм смотрят до сих пор, не уставая? Откуда столько радости и простоты, милого наива, ведь даже соцзаказ и конъюнктура здесь только умиляют — не претят.

    Думаю, все дело в юморе. У Гайдая бессодержательного смеха не существует. Это только невнимательным кажется, что его смех является самоцелью (смех ради смеха, так сказать), нередко он приобретает оттенок глубокомыслия, не теряя при этом и своей безобидности, и «чистоты формы», т. е. эмоциональной, психофизиологической — вечной природы. Он не только смешащий, но и умиляющий, и сострадающий, и мудрый, и терпеливый, и любящий. Он способен функционировать в очень широком эмоционально-смысловом диапазоне — от вражды, агрессии — к освобождению, снятию оков серьеза, рамок правильности, канонов приличий; от валяния дурака (наша древняя национальная форма смеха) — к утверждению и созиданию. У Гайдая это всегда восходящая градация, ведущая к победе над мелким, низким, презренным.

    Гоголь, Щедрин отучили нас от того, что смехом можно любить человека, а не только издеваться или критиковать, выставляя наружу все его пороки и недостатки. У Гайдая (которого я остерегусь называть сатириком, для меня он теплый юморист, который смеется не плача, а, как и положено, без причуд — просто улыбаясь) всегда больше животворящего и утверждающего смеха. И именно в минуты такого смеха над идиллическими сценами наивной жизни С. С. Горбункова, его Нади и милых ребятишек у меня каждый раз сжимается сердце от легкой ностальгирующей боли-воспоминания о советском семействе дедушки и бабушки, без возврата канувшем в прошлое.

    Гайдай как художник, как гений комедии, как юморист непревзойденно чист. Лишен двусмысленности, тяжеловесности подтекста, логизма, расчета, назидания. Чисты его герои — злодей так злодей (свой, с утепляжем, с очаровательной мироновской улыбкой, манерным взмахом светличных ресниц и медвежьим слухом и голосом Лелика-Папанова: «и-и-и два гусЯ…»), герой так герой (свой, родимый, не подведет, не предаст и не выдаст, правда, не знает как падать, не ломая руки, и куда прятать пистолет тоже не знает, так ведь это опять по-нашему — падать, так биться, быть откровенным — так уж до конца, до оружия в авоське с дырочками). В мире этих героев мы в кругу чистейших первообразов, а с недавних пор еще и мифологем советского национального характера.

    Но даже когда этот самый характер выветрится из нас без остатка и без надежды на возвращение, смех Гайдая все равно останется, потому что он не актуален, а вечен, как и святая способность человека смеяться над собой, как мудрое понимание — быть идеальным — стагнация и смерть.

    Да. Мы такие — неидеальные, смешные, вечные, гайдаевские клоуны, чудаки, Иванушки-дурачки, Семен Семенычи Горбунковы и, простите за предположение, Козодоевы. Тем, кто ими хотя бы изредка быть не хочет или не может, сочувствую. И призываю: в минуту своей величайшей серьезности пересмотрите Гайдая и поверьте — смех честен и чист… Если это смех над собой.

    18 июня 2013 | 10:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 2999 руб.
    DVD, 289 руб.
    Blu-Ray, 543 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    8-9 августа
    07.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-9 августа
    Материал «Бриллиантовой руки» Гайдая вызывал тревогу у Рязанова. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Земля будущегоTomorrowland32 972 000
    2.Идеальный голос 2Pitch Perfect 230 830 000
    3.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road24 815 000
    4.ПолтергейстPoltergeist22 600 000
    5.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron21 691 000
    22.05 — 24.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Земля будущегоTomorrowland194 909 197
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road137 788 937
    3.Век АдалинThe Age of Adaline19 020 834
    4.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron13 675 819
    5.Одной левой10 698 111
    21.05 — 24.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 527 75636 900
    Деньги409 819 420 руб.19 512 380
    Цена билета268,25 руб.6,14
    21.05 — 24.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Джентльмены удачи8.476
    41.Запах женщиныScent of a Woman8.471
    42.Огни большого городаCity Lights8.471
    43.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.470
    44.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.467
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Три девяткиTriple 991.62%
    47.Охотники за привидениямиGhostbusters91.39%
    48.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.20%
    49.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation91.19%
    50.Последний охотник на ведьмThe Last Witch Hunter91.08%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Похищение Фредди ХайнекенаKidnapping Mr. Heineken5
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas7
    До смерти красива3
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road140
    Земля будущегоTomorrowland36
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Земля будущегоTomorrowland6.497
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.491
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas7.026
    Хранитель ЛуныMune, le gardien de la lune
    Век АдалинThe Age of Adaline7.610
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    ШпионSpy04.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры