всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • еще 2 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1128 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    На такие фильмы рецензии не пишутся, такие фильмы передаются из уст в уста, формируя желание сходить на него в кино. А как иначе, когда нет ни «КиноПоиска», ни интернета, ни компьютера? Фильмы можно смотреть лишь в кино или по телевизору. Поэтому мнения других людей формировали твое собственное, в то время нельзя было плохо снимать: за это наказывали и вообще было очень стыдно.

    Фильм «Бриллиантовая рука» является одним из наиболее известных и любимых нами фильмов отечественного кинематографа с замечательным набором известнейших актеров, выкладывающихся на все 100%. Все элементы отличного кино охвачены: блистательные актеры, достопримечательности, музыка, продуманный и интересный сюжет, передана эпоха советского пространства — словом, великолепная работа, в которой везде соблюдена гармония: все прекрасно сделано, подогнано к другому элементу и композиция в целом выглядит ладно.

    Всем тем, кто хочет снимать художественные фильмы на «русскую» тематику, о великом русском народе, стоит внимательно пересмотреть классику отечественного кинематографа, так как они являются эталонами народного кино, прекрасно передавая как эпоху того времени, так и царящее тогда настроения и нравы. Одним из важнейших показателей «народности» кино можно считать разбор фильма на фразы, ставшие впоследствии «крылатыми». «Крылатыми» фразами становятся лишь те, которые действительно близки нам по духу и соответствуют окружающей нас обстановке и времени. «Шеф, все пропало!», «Никакой самодеятельности!», «Чтоб ты жил на одну зарплату!» и многие другие. Все эти фразы используются нами и по сей день, уже выросло следующее поколение, скачивающее «Бриллиантовую руку» из интернета, но и им также нравится это кино, эпоху которого они лишь слегка застали, они пересматривают его на праздники, в кругу семьи. Вот что такое культовое, народное, отечественное кино! И я, родившийся спустя 30 лет после выхода «Бриллиантовой руки», отдаю ему дань уважения.

    4 января 2014 | 18:30

    По-моему самая цельная из всех отечественных кинокомедий. А про игру актёров излишни любые комментарии. Геша, Лёлик — разве это возможно забыть?

    19 января 2006 | 13:23

    Очень качественный и интересный фильм. Скорее всего, в первую очередь из-за игры Андрея Миронова и Юрия Никулина. Эта советская кинолента стоит на первом месте в списке любимых фильмов, наряду с «Девчатами». В детстве, на Новый Год, мы всей семьей собирались около телевизора и смотрели три фильма подряд: «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция Ы…» и конечно же «Бриллиантовая рука». Меня каждый раз очень затягивал сюжет и я не могла оторваться от экрана. Я очень любила(и сейчас люблю) советские кинофильмы, и поэтому, когда я случайно узнала о том, что в школе собирается группа учеников 5-6 классов для поездки на «Мосфильм» я просто умоляла маму отпустить меня на экскурсию. Мама, пусть не сразу, но разрешила мне поехать. И тогда, я была просто на седьмом небе от счастья. Воспоминания от «Мосфильма» остались в моей сердце и по сей день. Больше всего мне понравился зал с машинами. Тогда, я своими глазами увидела такси, на котором ездили Семен Семеныч Горбунков и помощник Михаила Ивановича. Также, мы видели магнитофон, который стоял в номере у Анны Сергеевны. Тогда на этой киностудии была выставка, с названием «К 30-летию Бриллиантовой руки»(скорее всего она осталась там с 1998 года)

    В этом фильме очень зацепила музыка. Например, песня «Остров невезения» в исполнении Андрея Миронова, или «Песня про зайцев» в исполнении Юрия Никулина, и конечно же, не менее знаменитая композиция «Помоги мне» в исполнении очаровательной Аиды Ведищевой.

    Что касается остального актерского состава, меня поразила великолепная игра Нины Гребешковой, которой очень удалась роль жены Семен Семеныча. Очень чувственно сыграла Нонна Мордюкова, которую, я поначалу вообще не узнала в этом парике.

    И конечно же, самыми интересными были цитаты, которые просто переполняют фильм.

    10 из 10

    22 января 2012 | 18:16

    Все, кто видел этот фильм в 1968-м году, рассказывают, что к концу фильма животы болели от смеха у всего зала. Вряд ли какая современная комедия способна вызвать такую же реакцию.
    То, что этот фильм настолько смешной, играет с ним злую шутку. Его почти не воспринимают всерьёз. А ведь «Бриллиантовая рука» — потрясающе качественное кино, очень стильно снятое (все кадры выстроены в едином ключе, разработана цветовая гамма).

    А уж сцена крёстного хода Геши заставляет кусать локти. Ведь Миронов играет серьёзно, без тени комикования. Сними кто-нибудь тут же фильм о раскольниках — он там был бы на месте. Просто мороз по коже продирает, когда смотришь эту сцену. А потом так смешно.

    24 апреля 2009 | 08:20

    Просто блестящая комедия классика Леонида Гайдая. Фильм, который не устареет через 100 и даже 200 лет, его и тогда, уверен, будут смотреть с тем же интересом, как и сейчас. Гарантией этого стали мастерство сценаристов, режиссера, оператора, композитора, художника, наконец, актеров — всей без исключения дружной команды, создавшей качественный, а главное не портящийся с годами кинопродукт.

    Единственное, чего не приемлю в сценарии лично я, так это совершенно непонятная и ненужная насмешка над религией, православной верой. Думаю, все сразу поняли, о каком конкретном эпизоде фильма я веду здесь речь.

    Картина сделала знаменитыми всех снявшихся в ней актеров, в том числе тех, кто играл роли второго плана или даже эпизодические. Ну а тех, кто был знаменит и до «Бриллиантовой руки», она добавила изрядную порцию славы и народной популярности. Перечислять этот звездный список лишний раз нет необходимости: все его прекрасно знают. Но все же сделаю это, ибо актеры этого заслужили. Отличные, запоминающиеся, я бы сказал, искрометные роли, сыграли в этом фильме Андрей Миронов, Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Станислав Чекан, Юрий Гуляев… На высоком уровне исполнены и все женские роли Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова, Светлана Светличная… Каждый персонаж так интересен и характерен, так убедительно сыгран, даром что в легкой комедии, что остается в памяти навсегда. Все снято настолько профессионально, что даже небольшой эпизод, в котором занят, к примеру, Леонид Каневский, тоже хорошо запечатлевается в памяти, как и сам актер.

    Меткие выражения из «Бриллиантовой руки» сразу же ушли «в народ», где остаются и по сей день — еще одно подтверждение высокого «знака качества»

    Хочется отметить и работу оператора — Игорь Черных выполнил ее на сомом высоком профессиональном уровне, картинка безупречна.

    Конечно, нельзя не вспомнить и великолепную музыку, написанную к фильму композитором Александром Зацепиным. Все темы, как и все песни, которые исполняются в фильме, тоже отложились в памяти навсегда..

    Потрясающе, но лента, которую помнишь наизусть не то что дословно, а даже до мимолетного актерского жеста, можно пересматривать бессчетное количество рази получать при этом все то же большое удовольствие.

    P.S. В заключение хочется обратиться к любителям переснимать советскую киноклассику: господа, оставьте в покое хотя бы комедии Л. Гайдая, на опошляйте и не вульгаризируйте их киноподелками со штампом «наше время». Лучше вы все равно не сделаете, а нехорошие осадок и послевкусие оставите. Не жду, конечно, что вы прислушаетесь ко моим словам — желание хорошо заработать на модном кинобрэнде, как выяснилось, может творить подлинные «чудеса», — но, к счастью, ленты Л. Гайдая, защищены временем. Они (в том числе и «Бриллиантовая рука») настолько увязаны с советскими реалиями — пусть последние и служат зачастую у их создателей мишенью для сатиры, — что сними их сейчас на новый лад, их просто никто не поймет и не примет. Новое время диктует новые злободневные темы для кинокомедий. Вот и продуцируйте новые идеи, а классику оставьте, пожалуйста, в покое.

    Фильму же «Бриллиантовая рука» я ставлю

    9 из 10

    20 марта 2011 | 16:35

    Ты что, глухонемой?
    Да!
    Понятно…

    Бриллиантовая рука (я люблю этот фильм)

    Перед нами классика советского кинематографа. Фильм вышел в далеком 1968 году и снимал его гениальный русский режиссер Леонид Гайдай. А главную роль в этом фильме игра очень талантливый комедийный актер Юрий Никулин. Нужно сказать, что это его золотая роль в кинематографе. Он просто был рожден для этой роли. Другого актера на эту роль просто не существует.

    Леонид Гайдай и раньше снимал фильмы с Юрием Никулиным. Вспомните хотя бы такие классические фильмы как «Деловые люди», «Кавказская пленница» и «Операция Ы». Но во всех этих фильмах Юрий Никулин играл маленькие и второстепенные роли. А Леонид Гайдай просто хотел подарить ему главную роль в своем фильме. А такой видный актер, конечно, ее заслуживал. В 1968 году появился Семен Горбунков и однажды он сломал себе руку. Так родилась легенда…

    Нужно сказать, что у этого фильма очень хороший актерский состав. Такие актеры как Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова и др. просто не могли играть в плохом фильме. Такие актеры своей игрой могли вытянуть абсолютно любой фильм. А еще у этого фильма есть очень сильная режиссура. Гайдай не дает фильму провисать и накладывает одну шутку на другую. В итоге фильм получился гомерически смешной. Ну а про крылатые фразы даже говорить не стоит, потому что все они давно уже ушли в народ.

    В итоге мы имеем один старенький, но очень веселый и я бы даже сказал хулиганистый фильм. Знать такие фильмы нужно всем киноманам. Раньше в СССР снимали настоящие шедевры. Фильм заслуживает только самые высокие оценки. А закончить свой отзыв я хотел бы своей любимой фразой из фильма…

    Сеня!
    Дичь!!!


    Спасибо.

    10 из 10

    29 июня 2010 | 20:51

    «Бриллиантовая рука» — невероятное и удивительное кино, «как ни крути и ни верти», но на протяжении вот уже сорока лет с момента появления этой чудесной картины на экране, любовь к ней со стороны зрителей ни только не пропала, а она все та жа и она не пропадет и не исчезнет даже в скором времени, скорее наоборот, заражает всё нынешнее и уже, рискну предположить, последующие поколения киноманов, которые не могут ни пройти мимо этого комедийного полотна, не поставив ему, без колебания, очередную девятку или десятку.

    »… Усё пропало, шеу! Гипс сымают, клиент уезжает. .. «

    Лента, представляющая из себя по жанровому набору определение, комедийный боевик, с элементами приключений, главным героем которых выбран скромный труженик Семен Семеныч Горбунков, фамилия которого говорит сама за себя, уже, по правде говоря, вызывает рефлекс смеха, а если учесть еще и то, что он вступает по сюжету еще и в героический поединок с шайкой контрабандистов-валютчиков — уже просто очень хочется смеяться «в голос», но не надсмеиваться, а именно смеяться от чистого сердца.

    »… Будете у нас на Колыме — милости просим. — Нет! Уж лучше Вы к нам. .. «

    Леонид Гайдай, руководя постановкой всей ленты, выполнил работу и все обязанности, за которые был ответственен, как перед зрителями, так и перед Госкино, на «твердую пятерку». Поставив занимательный ироничный сюжет так, что его можно смотреть с любого момента, не возвращаясь к началу, скрестив юморную комедию приключенческих похождений Семена Семеныча, и, «крутой» боевик его противостояний фальшивомонетчикам на протяжении всего экранного времени, выверев эти две линии в одно целое, приумножив все массой сатиры над «Совком» и тогдашними людьми в нем, добавив крепкий здоровый юмор из диалогов и действий всех героев картины — он создал еще один шедевр советского кино.

    »… На его месте должен был быть Я! — Напьешься будешь. .. «

    Поднимающий настроение и награждающий дополнительной энергией и иммунитетом по отношению к «серым будням» и «депрессивным состояниям», это кино, как и другие замечательные и искрометные комедии тех лет, может считаться великим «антидепрессантом». Являя собой, благодаря всяческим шуткам и приколам, репликам и цитатам, песням «Остров невезения» и «Про зайцев», веселое и очень смешное действо, которое не может ни вызвать искреннюю улыбку, как во время просмотра, так и после.

    »… Строго на север, порядка 50 метров, расположен туалет типа «сортир», отмеченный на плане буквами «Мэ» и «Жо». .. «

    Актеры, исполняющие главные роли, являются целой плеядой звезд своего поколения, на которую только ленивый не сможет и не захочет в очередной раз полюбоваться и восхититься их талантами и безупречной игрой на экране. Такие имена и фамилии, как: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова, Нина Гребешкова, Светлана Светличная… все вместе, они, создающие чудесный ансамбль, среди которого каждый выделяется собственным отличным от другого образом, несущим яркие — юмор, мимику, фразы, жесты — которые вкупе создают цельную замечательную картину, делают ее великолепной.

    »… Нет такого мужа, который не мечтал бы хоть на час стать холостяком. .. «

    Откровенно «ураганные» моменты, связанные с тонкой сатирой над СССР, выражающиеся в образе Мордюковой и ее приспешников: «Наши» люди в булочную, на такси — не ездят» или «Не будут покупать — отключим газ» это еще и не единственные примеры, коих ой как много в картине; также вдовесок ко всем шуткам, просто заставляют еще раз осознать насколько же много позитива заложено в фильм и насколько же он хорошо переселяется в наши души, заставляя нас «смеяться и плакать» одновременно над теми устоями и правилами в обществе, которые нынче — лишь прошлое.

    »… Не знаю, как у них на Западе, у нас управдом друг человека!. .. «

    Пожалуй, удивительное явление, но вот по части «ржачных» реплик, цитат, диалогов, приколов, этому фильму, который еще больше, в отличии от многих других лент советского комедийного периода, еще и с тонким социальным подтекстом тех годин, по части — именно объема всего этого нескончаемого юмора, льющегося и выливающегося на зрителей с экранов, наверное практически уже и не имеет равных, ни в сравнении с «братьями по оружию» тех годов и уж тем более, в сравнении с теперешними лентами и современными комедиями.

    »… Детям мороженное, его бабе цветы. Смотри не перепутай! Кутузоу. .. «

    Однако и разумеется, долго все-таки еще можно продолжать говорить и говорить про такой фильм как «Бриллиантовая рука» или про такое полотно как «Иван Васильевич меняет профессию», но сойтись всем нам всегда было можно и можно сейчас в одном — это картины, которые не стареют и не постареют никогда, это классические экспонаты нашей кинематографической истории, это своеобразная реликвия, которую можно всегда хранить в качестве спасительных талисманов от «невзгод и проблем» дня и дней вообще.

    Удачного Вам всем просмотра, надеюсь вы уже совершили его в 100-ый или 1000-ый раз, если и нет, то не беда, стремитесь — «Бриллиантовая рука» того стоит!

    9 февраля 2008 | 01:35

    Гениальная комедия! Тут есть отличный сюжет, бесподобная игра актеров и замечательная режиссура — жаль в России таких комедий уже нет, обидно однако!

    Вообще все комедии великого мастера Леонида Гайдая считаю шедеврами, но «Брильянтовая рука» стала моим любимым его фильмом, это мое мнение не ваше. Все актеры сыграли великолепно, рассказать о каждом вкратце не могу, каждый образ нуждается в подробном обзоре!

    Юрий Никулин — Семен Семеныч Горбунков

    Все-таки Никулин замечательный актер, играет разных персонажей совершенно по разному и каждая его роль отличается от другой! Здесь он играет обычного доброго труженика, сравнивать этого персонажа, скажем с Балбесом и другими его героями бесполезно, слишком уж разные!

    Андрей Миронов — Геннадий (Граф) Козодоев

    Всеми нами любимый, ныне покойный, Андрей Миронов воплотил на экран неуклюжего, но очень хитрого контрабандиста. Думаю, все знают, что я о нем думаю, ведь сыграть плохо Миронов просто не мог!

    Анатолий Папанов — Лелик

    Еще одного контрабандиста, коллегу героя Андрея Миронова, сыграл Анатолий Папанов, сыграл этакого громилу и очень хорошо сыграл кстати!

    Это я о актерах, которые сыграли главные роли, но есть тут масса отличных второстепенных персонажей! Нина Гребешкова, супруга Гайдая, играет жену Горбункова, Станислав Чекан играет лейтенанта милиции, ну а актер Николай Романов играет злодея Шефа!

    «Брильянтовая рука» — это фильм на все времена!

    10 из 10

    19 сентября 2009 | 08:54

    Пожалуй, «самая классическая» (в значении «классика жанра») из всех комедий Л. Гайдая. С нее зачастую начинается знакомство с творчеством режиссера, ее чаще прочих «упоминают всуе» и т. д. Да и вообще, не исключено, что это самая известная и популярная кинокомедия советских лет (заметьте, я не употребляю слово «лучшая»).

    Обратная сторона медали очевидна. Пресыщение. Согласитесь, мало кто будет смотреть это кино, случайно на него наткнувшись. Хотя проблем никаких — сюжет известен, было бы желание. Увы, куда как чаще приходится слышать что-то вроде: опять «Бриллиантовая рука» на неделе — как будто больше показывать нечего! Вот она, черная людская неблагодарность!

    Давеча я рискнул таки еще раз — спустя некоторое (полагаю, весьма существенное) количество лет — пересмотреть «кинороман из жизни контрабандистов». От пролога и до эпилога включительно.

    Ничего нового, как ни странно. Родные лица, знакомые (явно не то слово, правда?) шутки… Ты словно возвращаешься куда-то, где давно не был, но где время, к счастью, остановилось — словно специально для тебя. Чтобы всё было точь в точь как «тогда».

    В общем, сплошь положительные впечатления. Не считая тихой грусти по ушедшим временам. Я не имею в виду сейчас какие-то конкретные годы или, тем паче, эпоху в общественно-политическом значении. Просто годы. Разделяющие Вашу (или мою) первую встречу с С. С. Горбунковым и каждое последующее («Дай бог, не последнее» — так и просится цитата) свидание.

    Обратил внимание, что подсознательно стараюсь увидеть в фильме что-то такое, чего не замечал раньше. Вглядываюсь в детали, в какие-то второстепенные моменты — всё до капли хочется выжать. Кто знает, когда еще свидимся.

    Интересно. Уже не так смешно, конечно, но всё равно классно. И до чего же хорош А. Миронов всё-таки! Дивная пластика!

    Одного я никак не могу понять: что же такое получит тот, «кто возьмет билетов пачку»? Загадка на все времена.

    9 из 10

    6 февраля 2012 | 16:54

    Обычный среднестатистический(даже более чем усредненный) советский гражданин Семен Семеныч Горбунков на белом корабле отправляется в круиз в дальние страны, неведомые человеку за железной занавеской, приоткрывающейся лишь избранным в то ностальгическое время. Запад в лице турецкоподданных потомков Остапа Бендера советского же разлива искусит его и вплетет в почти что детективную, но больше эксцентрическую историю о бриллиантах.

    Едва ли найдется на территории бывшего СССР человек, который бы не видел знаменитую комедию «Бриллиантовая рука», снятой в 1968 году выдающимся русским комедиографом Леонидом Гайдаем. Пародирующая западнические элементы детективного жанра, преисполненная почти на завуалированных резких для тогдашней цензуры гэгов и метких фразочек, мгновенно ушедших в народ, безидеологическая и непринужденная комедия, «Бриллиантовая рука» и поныне многими воспринимается как просто легкое и непритязательное развлечение, золотом выбитое в истории советского кинематографа.

    Мейнстримовый по сути Гайдай не был злым сатиром, но конкретные веяния тогдашних времен он умел угадывать, потому «Бриллиантовая рука» — это шедевр тонкой иронии по отношению к царящему в конце 60-х годов образу жизни советского человека и окружающей его реальности и при этом фильм стал самой квинтэссенцией тех далеких и незнакомых многим молодым людям времен, чуть наивных, но, черт побери, прекрасных. Стремление обойти лапинскую цензуру вылилось в эпохальный кадр ядерного взрыва в финале и в итоге все остальные возмутительные моменты в картину вошли почти нетронутыми и овеянными религиозной и метафорической семантикой. В данной картине присутствует и deux ex machina, препарирующая фильм в сугубо кинематографическую реальность, созданную Гайдаем и облеченную в язык эксцентрики. Перенасыщенный многообразием символов, фильм в памяти народной остался просто комедией с бытовым оттенком и неувядающим юмором о простом человеке, попавшем в непростую ситуацию и волею высших сил и цепи случайностей победившем зло, глупое и тривиальное.

    Игра всех без исключения актеров в ленте — это искрящийся гротеск и яркая убедительность. Карикатурные злодеи блестяще исполнены дуэтом Андрея Миронова и Анатолия Папанова, блистает и Юрий Никулин, создавая образ простоватой комичности. Невозможно не отметить и ярких второплановых персонажей в лице Светланы Светличной, Нины Гребешковой и Нонны Мордюковой.

    Операторская работа Игоря Черных местами полна оригинальных визуальных находок, а гениальный саундтрек от композитора Александра Зацепина и поныне звучит ярко и идеально вписывается в структуру фильма.

    Итак, «Бриллиантовая рука» — одна из самых выдающихся комедий советского и мирового кино(рейтинг Imdb тоже весьма высок). полная тем не менее скрытого смысла, ироническое путешествие в советскую действительность, неустаревающее вот уже 35 лет.

    10 из 10

    14 августа 2013 | 17:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 150 руб.
    DVD, 2899 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    Blu-Ray, 488 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    8-9 августа
    08.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-9 августа
    Материал «Бриллиантовой руки» Гайдая вызывал тревогу у Рязанова. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Скорый «Москва-Россия»82 459 240
    2.Реальная белкаThe Nut Job68 454 368
    3.ДивергентDivergent48 362 188
    4.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier34 532 969
    5.СаботажSabotage29 871 740
    17.04 — 20.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 545 426435 601
    Деньги384 650 042 руб.115 402 066
    Цена билета248,90 руб.3,52
    17.04 — 20.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    30.Властелин колец: Две крепостиThe Lord of the Rings: The Two Towers8.512
    31.Пролетая над гнездом кукушкиOne Flew Over the Cuckoo's Nest8.509
    32.МатрицаThe Matrix8.504
    33.ПробуждениеAwakenings8.497
    34.Остров проклятыхShutter Island8.496
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.35%
    27.ВаркрафтWarcraft92.23%
    28.Человек-муравейAnt-Man92.18%
    29.ГодзиллаGodzilla92.12%
    30.Мир Юрского периодаJurassic World91.87%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Убить ФрейдаInconscientes17
    Опасный кварталThe Son of No One33
    ПредчувствиеPremonition94
    Не смейтесь мне в лицоHide Your Smiling Faces1
    Волк с Уолл-стритThe Wolf of Wall Street340
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Скорый «Москва-Россия»4.660
    Реальная белкаThe Nut Job5.972
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 27.473
    СаботажSabotage5.737
    Под маской жиголоFading Gigolo
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin01.05
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past22.05
    премьеры