всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1801 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Такое кино никогда не умрет! Вот это я понимаю, комедия! Что ни слово, то цитата. Никак не могу понять, почему такие фильмы снимались только в советское время. Неужели современному зрителю и впрямь достаточно, чтобы в кино пару раз ругнулись и сказали несколько фраз о сексе (а еще лучше, чтоб весь фильм о нем говорили), чтобы назвать это комедией?

    10 из 10

    12 июня 2007 | 01:57

    Белый круизный лайнер прогремел праздничным оркестром, прополоскал на ветру разноцветные флажки и увёз в загадочную даль Семёна Семёновича, чтобы навсегда разделить его жизнь на «до» и «после». Из солнечной заграницы Горбунков явился другим: тронутым светом чужих берегов, словами невиданных доселе женщин и случайным прикосновением судьбы, поигравшей незадачливыми преступниками с чисто дамским лукавством. Как следствие труженики нелегального рынка получили хроническую головную боль, указанный гражданин — перелом психики и массу приключений на загипсованную конечность. А мы — одно из лучших произведений советского кино, разобранное на афоризмы и «ушедшее в народ». Этот фильм нельзя не знать, невозможно не цитировать и почти обязательно любить.

    Неисповедимы пути кинопромысла. Леонид Гайдай снимал детективную пародию, подчёркивающую доблесть и смекалку милиции, но для зрителя «Бриллиантовая рука» стала, скорее, бытовой комедией, иронизирующей над повсеместной властью «шишек» (утрированный образ управдома, преувеличенно влиятельный шеф с манерами местного царька), людскими недостатками и проблемами (пьянство, вездесущие соседи, подозрительность и косность). То, с чем человек безуспешно боролся в жизни, скалило с экрана зубы, становясь мелким, незначительным и попросту смешным. Случайно или нет, но лента обрела черты сказки, в которой отрицательные персонажи низведены до уровня простофиль и неудачников; главный же герой, чудаковатый, но обаятельный малый, побеждает условное зло благодаря не своим умениям, а везению, верности идеалам и душевной чистоте. Этакий фольклорный Иванушка-дурачок в декорациях советских реалий.

    Пространство фильма пестрит, возможно, не всегда осознанными параллелями с разными легендами и поверьями. «Говорящая» фамилия Горбунков отсылает к сказочной поэме Ершова о похождениях бравого конька, который показал своему хозяину (кстати, Ивану) множество диковинных мест и посрамил недоброжелателей. Известным мифологическим сюжетом является путешествие в иной мир (а заграница в сознании советских граждан была чем-то потусторонним, неизведанным и опасным), после которого герой оказывался изменённым и заново обретал себя. Богатыми на интерпретации представляются образы моря (воды) и рыбы: персонаж Никулина — работник некоей «Гипрорыбы», одной из ярких сцен фильма стала рыбалка, Михаил Иванович «чует», что попалась «крупная рыба». Вода — символ первозданного хаоса и, в то же время, животворного жизненного начала; рыба, олицетворяющая изобилие, в рамках родной стихии наделяется свойствами демиурга, дающего новое рождение. Гигантская рыба-кит существует не только у Ершова, но и в сказании об Ионе, что был проглочен, а затем выпущен морским чудищем. К слову, у счастливца оказалось два сына: «рыбачивший с причала» Апостол Андрей и Симеон, будущий Апостол Пётр («камень»). Именно камень бриллиант, символизирующий твёрдость и чистоту, в сочетании с рукой (божественная активность, рука судьбы) давал герою защиту от козней врагов. Любопытны и значения имён в фильме: Анна — «милость Божия»; Михаил — «подобный Богу»; Семён — «услышанный Богом»; Надежда, которая в переводе не нуждается. И с другой стороны: Варвара — «дикарка, варварка», Лёлик — «невзрачный, забитый человек», Геннадий Козодоев с «родовитым» именем и совершенно несуразной фамилией. Такой вот необязательный смысловой ряд.

    Истинные бриллианты ценят не только девушки, но и все остальные. Есть в фильме ещё один замечательный образ: прекрасных ностальгичных 60-х, когда деревья были большими, жизнь — светлой, а люди счастливыми. Талантливый демиург Гайдай создал мир, куда хочется возвращаться, историю, не стареющую с годами, героев, в которых всенародно любимые актёры будут жить всегда. Словно они не ушли, а просто отправились на белом корабле к далёким берегам…

    Посвящается =Коту=

    2 сентября 2012 | 16:30

    В различных фильмах за историю мирового кинематографа что только ни делали с руками, отдавая руке главную роль… Но ещё никто не отвёл руке такую роль, которую решил отвести Леонид Гайдай — признанный гений советского кино!..

    «Бриллиант почти не виден». Но «Бриллиантовая рука» видна! Видна и понятна зрителям уже тех поколений, на которых, возможно, не рассчитывал даже сам мэтр. Эта часть займёт львиную долю времени. И будет самой основой картины. Вторая — «Костяная нога» зайдёт вместо эпилога.

    Итак, на теплоходе «Михаил Светлов» старший экономист «Гипрорыбы» Семён Семёнович Горбунков отправляется в круиз в заграничную туристическую поездку. Такая практика и вправду существовала в советское время. Даже жена Горбункова только «за» то, чтобы муж повидал мир. На вопрос радиорепортёру (да, даже не теле-) Семён Семёныч говорит, что лучше бы купил жене шубу. И уже здесь можно проследить связь времён. Женщины любили шубы во все времена. Но, честно признаться, вы ведь знаете, какие шубы были в СССР? Однако жена перехватывает инициативу: «Шуба подождёт!». Сцена не совсем спонтанная. Это отголосок, как мы знаем, расплаты самого Гайдая, который вместо шубы своей жене, купил машину для съёмок «Бриллиантовой руки»! (Уж не тот ли «Москвич» новой модели, которым хвастался один представительный гражданин в середине ленты?)…

    Соседом по каюте у экранного Юрия Никулина на «Михаиле Светлове» оказывается экранный же Андрей Миронов — представитель золотой молодёжи 60-х. Геша (как раз Миронов) поражает не только яркой внешностью и порядочным видом, но и песней «Остров невезения», и всякий раз я слушаю эту песню с замиранием сердца!

    Но все приключения будут завязаны на том, что Геша должен перевезти контрабандный груз из Турции. А вместо него, случайно кодовую фразу «Чёрт побери!» выдаёт поскользнувшийся на арбузной корке Семён Горбунков… И — понеслась! Отныне эта история будет сверкать ярче спрятанных бриллиантов в гипсе Семёна Семёныча.

    - Упал, потерял сознание, очнулся — гипс!

    «Береги руку, Сеня!»,
     — это и ещё много других фраз будет произнесено в фильме, которые потом на несколько поколений прочно уйдут в народ. Горбунков, обратившись «куда надо» становится «наживкой для хищной рыбы». И до тех пор, пока не будет пойман Шеф. И кстати, из Шефа сделают инкогнито. Вплоть до развязки фильма не знающий «Бриллиантовую руку» зритель будет догадываться о его личине. Ведь чаще мы будем видеть только кисть с перстнями, закрывающим на сто замков дверь… Ещё раз его драгоценные камни на печатках на пальцах появятся на презентации одежды (там где «лёгким движением руки брюки превращаются…»). Хозяина драгоценностей мы снова не увидим.

    А сколько деталей, присуще антуражу именно тех лет! Видно, что один мужчина в достатке хвастается перед публикой тем, что он купил «Москвич». «Новой модели!»… А то, что у нас не собака друг человека, а управдом друг человека!.. Да в наше время нужно прямо заморочиться, чтобы понять кто это вообще такой этот управдом… О, эта Плющ в исполнении Ноны Мордюковой… И фраза во сне Геши: «Чтоб ты жил на одну зарплату!», — это страшнее проклятия и смешнее юмора! (Кстати, в детстве меня пугал этот сон Козодоева)…

    Семён Семёныч с Гешей — это, конечно, хорошо. И даже очень. Но Лёлик!.. Я до сих пор считаю, что это лучшая из ролей Анатолия Папанова!!! И разрази меня гром, если это не так. «Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты»… Лёлик — второй из банды контрабандистов. Так сказать, связующее звено между Гешей и Шефом. А то, сколько он произнёс крылатых фраз — это не хватит для перечисления загнутых пальцев. «Шеф, это я! Лёлик!!!». «Кто заказывал такси на Дубровку?»…

    Но и Геннадий Козодоев (ну, как не вспомнить Лёлика с его «Козла-доев!»?) тоже несколькими фразами запомнился на века. «Сеня, быстро объясни человеку, почему Володька сбрил усы». А каков сам диалог спутавшего Сеню и Володьку с подоспевшим Геннадием!

    - Будете у нас на Колыме — милости просим!

    - … Да нет, уж лучше вы к нам!


    Для тех, кто не в курсе, Колыма ведь славится не только колониями, но и дивными красотами матушки-природы…

    Превосходно в этом фильме абсолютно всё. В ресторане «Плакучая ива» Юрий Никулин спел восхитительным образом «Песню про зайцев». А немногим ранее можно только с открытым от счастья и изумления (от того, что… как же раньше снимали!) ртом завораживающе наблюдать за рыбалкой. И, между прочим, бандиты ведь тоже перестраховываются. Отправляются не в то место, дабы сбить с возможного (а мы-то знаем, что с реального) след органов. «Клёв будет такой, шо клиент забудет обо всём на свете». Намедни я только об этом подумал: а что вообще чувствовал Горбунков, отправляясь в столь опасную авантюру! Юрий Никулин, считай, играл роль мимикой лица. Это ответ критикам тех лет, которые несколько забраковали игру Юрия Владимировича…

    Ну и о песнях. Светлана Светличная и её «Вулкан страстей». А пела-то Аида Ведищева (что и песню о медведях и песню «Гремит январская вьюга» в других фильмах Гайдая). Но халатик с перламутровыми пуговицами — это точно Светлана. Она совершила революцию времени. После Селезнёвой, которая оголилась до купальника, Светлана пошла ещё дальше…

    …Наверное, не нужно говорить, что этот фильм я считаю идеальным во всём. Я много ещё не указал. (Даже Нине Гребешковой не отвёл место в своём тексте). … Вот, давайте так… Есть фильмы, сделанные идеально и с большой любовью и самоотдачей. Но даже среди них есть любимые фильмы. Для меня «Бриллиантовая рука» именно такой! А разговоры… Их можно разговаривать долго. Я люблю этот фильм, меня не остановить…

    Приятнейшего из всех просмотров!

    10 из 10

    3 января 2016 | 21:25

    Ты что, глухонемой?
    Да!
    Понятно…

    Бриллиантовая рука (я люблю этот фильм)

    Перед нами классика советского кинематографа. Фильм вышел в далеком 1968 году и снимал его гениальный русский режиссер Леонид Гайдай. А главную роль в этом фильме игра очень талантливый комедийный актер Юрий Никулин. Нужно сказать, что это его золотая роль в кинематографе. Он просто был рожден для этой роли. Другого актера на эту роль просто не существует.

    Леонид Гайдай и раньше снимал фильмы с Юрием Никулиным. Вспомните хотя бы такие классические фильмы как «Деловые люди», «Кавказская пленница» и «Операция Ы». Но во всех этих фильмах Юрий Никулин играл маленькие и второстепенные роли. А Леонид Гайдай просто хотел подарить ему главную роль в своем фильме. А такой видный актер, конечно, ее заслуживал. В 1968 году появился Семен Горбунков и однажды он сломал себе руку. Так родилась легенда…

    Нужно сказать, что у этого фильма очень хороший актерский состав. Такие актеры как Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова и др. просто не могли играть в плохом фильме. Такие актеры своей игрой могли вытянуть абсолютно любой фильм. А еще у этого фильма есть очень сильная режиссура. Гайдай не дает фильму провисать и накладывает одну шутку на другую. В итоге фильм получился гомерически смешной. Ну а про крылатые фразы даже говорить не стоит, потому что все они давно уже ушли в народ.

    В итоге мы имеем один старенький, но очень веселый и я бы даже сказал хулиганистый фильм. Знать такие фильмы нужно всем киноманам. Раньше в СССР снимали настоящие шедевры. Фильм заслуживает только самые высокие оценки. А закончить свой отзыв я хотел бы своей любимой фразой из фильма…

    Сеня!
    Дичь!!!


    Спасибо.

    10 из 10

    29 июня 2010 | 20:51

    Совершенно неважно, какие фильмы старался (и старался ли) спародировать Леонид Гайдай в «Бриллиантовой руке», не имеет значения жанровая принадлежность фильма. Ведь о нём можно судить не только как о комедии — затронута весьма не смешная тема паранойи, мании преследования. За океаном Хичкок из контрабанды бриллиантов и подозрительности простого человека мог бы сделать выдающийся триллер. Но в Советском Союзе Леонид Гайдай мастерски обратил страшное в смешное. «Красный» сон — самое наглядное тому доказательство.

    Вклад Юрия Никулина оценить невозможно. Отличная мимика, сопровождаемая «мыслями вслух», забавные, но логичные с точки зрения обычного советского гражданина, поступки (вроде хранения пистолета в жестяной банке), песня про зайцев… Безо всякой клоунады, с полностью серьёзным выражением лица Никулин сделал всё от него зависящее, чтобы «Бриллиантовая рука» превратилась из рядовой комедии в шедевр для нескольких поколений. Однако без Нины Гребешковой домашние страсти семьи Горбунковых наблюдать было бы не так интересно, её монолог, начинающийся со слова «Завербовали!» — это нечто потрясающее.

    Два контрабандиста — интеллигент и верзила — Андрей Миронов и Анатолий Папанов способны удивить в любом из эпизодов. Конечно, они несерьёзные злодеи, но даже свою несерьёзность могут подать со всей серьёзностью. А ещё они умеют очень быстро переходить от комедийного клише к шедеврально-сильной актёрской работе. Кажется, только что герой Миронова проверял кочергу на прочность о свою голову — и вот, он уже «уверовал» и с корягой в руке вышагивает за «спасителем».

    Мало сказать про «Бриллиантовую руку», что фильм легенда. Постановка обросла таким количеством слухов, правдивых и не очень, весёлых историй и фактов, что фильм с их перечислением будет идти немногим меньше самой комедии. Ведь можно рассказывать и о памятном женском голосе, осуществляющем вольный перевод иностранной речи, и о личности шефа, которую долгое время прячут от зрителя, и о песнях, которые для этого фильма как добавочные номера у телефонов того времени — без них ни до кого не дозвонишься, и о хитростях, на которые шёл Гайдай, чтобы уберечь свою работу от цензоров.

    Талантливый человек талантлив во всём и режиссёр, прекрасно зная, где уполномоченные кинокритики найдут острые углы, начал хитрую игру. Ему настоятельно рекомендовали разделить фильм на две части — никаких проблем, Гайдай разделил. Только кто будет отдельно показывать часть фильма длиной шесть минут? Про то, как режиссёр вмонтировал в концовку фильма ядерный взрыв, чтобы удалили именно его, а не какие-либо другие сцены — это давно уже притча во языцех.

    Совсем не так выглядят сегодня контрабандисты. Иначе граждане относятся к сотрудникам милиции. Поменялся внешний вид автомобилей и теплоходов. Даже комедии совершенно не сопоставимы с лентами сорокалетней давности. Но абсолютно не меняется «Бриллиантовая рука», изредка возвращающаяся на экраны телевизоров. И совершенно такое же отношение остаётся у людей к этой доброй комедии из нестареющих (золото не стареет) фондов «Мосфильма».

    9 из 10… «Семён Семёныч!»… Виноват, 10 из 10

    30 января 2010 | 20:37

    Каждый, кто отправляется в отпуск, хочет привезти обратно хорошие впечатления и сувениры. Вот только не всем везет вернуться домой бодрыми и отдохнувшими, ведь в незнакомом курортном городке легко можно ввязаться в такую историю, что в корне изменит жизнь путешественника. А теперь приехав домой, ему придется вести двойную игру, выполнять опасные спецзадания и искусно обманывать даже самых близких людей. Но ведь возвращаться к своей обыденной жизни так не хочется.

    Советский режиссер Леонид Гайдай создал много фильмов, которые и до сих пор можно смотреть с превеликим удовольствием. У него бесподобно получалось придумывать запоминающихся персонажей и ставить их в серьезно-комедийные истории с оригинальным началом и не менее запоминающим концом. И вот в расцвете своей карьеры он снимает еще один необычный кинофильм о невероятной авантюре, в которую чисто случайно ввязывается обычный советский гражданин.

    «- Как же можно с человека срезать гипс незаметно?

    - Можно. Я, правда, не знаю как они будут действовать, но человека можно напоить, усыпить, оглушить, ну вообще с бесчувственного тела. Наконец с трупа.

    - С чьего трупа?»


    Главный герой повести Семен Семенович Горбунков, ничего не подозревая, едет в круиз, где в силу стечения обстоятельств ломает свою руку. Вернутся из путешествия с гипсом — это не слишком приятно, но в придачу еще и невольно стать жертвой контрабандистов — это уж точно удача подвела. Хотя теперь у него появляется важное задание поймать тех самых преступников и стать настоящим героем, на звание которого раньше он совершенно не претендовал. Невероятно талантливый Юрий Никулин создал очень запоминающегося персонажа, которого большинство из нас знает еще с детства. Его Семен Семенович покорил зрителя своей скромностью, простотой и отчаянным желанием стать кем-то большим, чем старшим экономистом, за которого все решения принимает жена. А благодаря столь яркой и харизматичной игре, актер сыграл в этом фильме одну из лучших своих ролей.

    Столь авантюрная история подразумевает присутствие бандитов, которые все время должны будут завершить начатое дело и не попасть при этом в тюрьму. Здесь же таких героев двое — Гена и Лелик, чье стремление заполучить свои бриллианты таки заслуживает восхищения. Постоянно попадая в комические ситуации, они не сдаются, а лишь придумывают еще более изощренный план, который уж точно должен привести их к победе. Андрей Миронов и Анатолий Папанов сыграли просто бесподобно. Каждый из них воплотил уникального персонажа, которые с первого своего появления в кадре вызывают улыбку. Также хочется отдельно отметить их легендарного Шефа в исполнении Николая Романова. Этот загадочный персонаж будто незримо присутствует на протяжении всего фильма, хотя в кадре появляется всего несколько раз.

    Женские образы добавили кинокартине больше реалистичности, ведь Леонид Гайдай показал нам три совершенно разных типа советских женщин, каждая из которых очень удачно дополнила сюжет. Любящая и заботливая жена, строгая и своенравная управдом, очаровательная и хитрая искусительница оказались не менее яркими, чем мужские герои, и отлично смягчили комедию мелодрамой. Актрисы Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова и Светлана Светличная сделали каждое свое появление незабываемым (чего только стоит та злополучная ночь в отеле «Атлантик»), показав нам сильных самостоятельных женщин, которые, тем не менее, не представляют своей жизни без мужчин.

    Кинокартина заслужено вошла в классику советского кинематографа, ведь и режиссер, и актеры вложили в нее частичку себя, сделали эту историю очень живой, искренней, запутанной и простой одновременно. Также Леонид Гайдай очень удачно поэкспериментировал с манерой повествования — эти странные сновидения под напряженную музыку Александра Зацепина, где страхи главных героев оживают, являются оригинальным дополнением к столь замечательной комедии. А насчет фраз из кинофильма, то их все уже давно выучили на память, но даже зная чем закончиться данная авантюра, мы с удовольствием пересматриваем ее снова и снова.

    «- Не умеешь ты врать, Сеня! У тебя там не закрытый… А открытый перелом.»

    Да, рано или поздно тайное становится явным, но это не повод не сыграть в жизни хотя бы одну захватывающую роль.

    22 мая 2011 | 13:59

    Если говорить о достижениях нашего, отечественного, искусства, в частности, о кино — то «Бриллиантовая рука» просто обречена быть упомянутой. И тому я назову 5 причин:

    1. Не буду оригинальна: блестящий, а вернее ослепительно сверкающий актёрский состав. Миронов, Папанов, Никулин, Гребешкова, Филиппов, Мордюкова, Светличная… Все персонажи — начиная с главных героев и заканчивая второстепенными, а то и третьестепенными действующими лицами (например, кто не вспомнит того громилу — «Папаша, огоньку не найдётся?» ?!) — бросаются в глаза и не способны исчезнуть из памяти.

    2. Тонкая ирония, умело замаскированная под безобидный юмор. Впрочем, иронию тут и впрямь трудно назвать кусачей или колкой, однако Гайдаю пришлось за право донести её до зрителей побороться. Кому интересно — тот может прочитать про историю съёмок фильма, благо найти её на просторах рунета можно за считанные секунды. Там все тёрки режиссёра с чиновниками от Министерства Культуры подробно описаны.

    3. Цитаты, ушедшие в народ и прочно поселившиеся в его сознании. Здесь без комментариев.

    4. Замечательнейший контраст, яркий гротеск. Возьмём тех же двоих подельников-контрабандистов. Один — грубоватый мужлан (Папанов), второй элегантный, несколько манерный тип (Миронов). Сплав таких двух противоположностей даёт просто изумительный результат! Или же белокурая красотка Анна Сергеевна в исполнении Светличной (от благосклонности которой, по словам Геши, невозможно отказаться), самозабвенно заигрывающая с невзрачным растяпой Семёном Семёнычем. Конечно, заигрывала она с определённой целью, но как смотрится!..

    5. Захватывающий сюжет с неожиданными изгибами и поворотами.

    Фильм на века.

    Фильм, который стал частью нашей культуры, нашего быта, нас самих.

    12 июня 2010 | 20:03

    Все, кто видел этот фильм в 1968-м году, рассказывают, что к концу фильма животы болели от смеха у всего зала. Вряд ли какая современная комедия способна вызвать такую же реакцию.
    То, что этот фильм настолько смешной, играет с ним злую шутку. Его почти не воспринимают всерьёз. А ведь «Бриллиантовая рука» — потрясающе качественное кино, очень стильно снятое (все кадры выстроены в едином ключе, разработана цветовая гамма).

    А уж сцена крёстного хода Геши заставляет кусать локти. Ведь Миронов играет серьёзно, без тени комикования. Сними кто-нибудь тут же фильм о раскольниках — он там был бы на месте. Просто мороз по коже продирает, когда смотришь эту сцену. А потом так смешно.

    24 апреля 2009 | 08:20

    Гениальная комедия! Тут есть отличный сюжет, бесподобная игра актеров и замечательная режиссура — жаль в России таких комедий уже нет, обидно однако!

    Вообще все комедии великого мастера Леонида Гайдая считаю шедеврами, но «Брильянтовая рука» стала моим любимым его фильмом, это мое мнение не ваше. Все актеры сыграли великолепно, рассказать о каждом вкратце не могу, каждый образ нуждается в подробном обзоре!

    Юрий Никулин — Семен Семеныч Горбунков

    Все-таки Никулин замечательный актер, играет разных персонажей совершенно по разному и каждая его роль отличается от другой! Здесь он играет обычного доброго труженика, сравнивать этого персонажа, скажем с Балбесом и другими его героями бесполезно, слишком уж разные!

    Андрей Миронов — Геннадий (Граф) Козодоев

    Всеми нами любимый, ныне покойный, Андрей Миронов воплотил на экран неуклюжего, но очень хитрого контрабандиста. Думаю, все знают, что я о нем думаю, ведь сыграть плохо Миронов просто не мог!

    Анатолий Папанов — Лелик

    Еще одного контрабандиста, коллегу героя Андрея Миронова, сыграл Анатолий Папанов, сыграл этакого громилу и очень хорошо сыграл кстати!

    Это я о актерах, которые сыграли главные роли, но есть тут масса отличных второстепенных персонажей! Нина Гребешкова, супруга Гайдая, играет жену Горбункова, Станислав Чекан играет лейтенанта милиции, ну а актер Николай Романов играет злодея Шефа!

    «Брильянтовая рука» — это фильм на все времена!

    10 из 10

    19 сентября 2009 | 08:54

    Отличный фильм, отличного режиссёра. Мне очень приятно, что в нём играют наши русские актёры, как Юрий Никулин, Светлана Светличная, Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Так же в фильме было много хорошей музыки, например: песни «Помоги мне»,«Остров невезения», «Песня про зайцев».

    Как можно забыть фразы из этого фильма? Например: «Невиноватая я я, он сам пришёл» или «Володька, ты зачем усы сбрил?!». Это очень хорошее старое кино.

    Советую его посмотреть всем.

    27 августа 2009 | 20:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 2999 руб.
    DVD, 289 руб.
    Blu-Ray, 543 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    8-9 августа
    07.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-9 августа
    Материал «Бриллиантовой руки» Гайдая вызывал тревогу у Рязанова. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 341 282 042
    2.ВыжившийThe Revenant12 779 530
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens11 116 684
    4.И грянул штормThe Finest Hours10 288 932
    5.Миссия в МайамиRide Along 28 426 610
    29.01 — 31.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3372 163 725
    2.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa67 394 505
    3.5-я волнаThe 5th Wave53 525 214
    4.Статус: Свободен37 280 311
    5.ВыжившийThe Revenant35 685 759
    29.01 — 31.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 741 205299 536
    Деньги720 000 641 руб.82 623 719
    Цена билета262,66 руб.1,62
    29.01 — 31.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    5.1+1Intouchables8.875
    6.Король ЛевThe Lion King8.772
    7.НачалоInception8.771
    8.ЛеонLéon8.769
    9.Бойцовский клубFight Club8.708
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.Безымянный проект о Джейсоне БорнеUntitled Matt Damon/Bourne Sequel97.04%
    2.Отряд самоубийцSuicide Squad96.64%
    3.ДюнкеркDunkirk96.42%
    4.ПассажирыPassengers96.18%
    5.Финансовый монстрMoney Monster96.17%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Игра на понижениеThe Big Short44
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 320
    Девушка из ДанииThe Danish Girl35
    И грянул штормThe Finest Hours11
    5-я волнаThe 5th Wave20
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.793
    И грянул штормThe Finest Hours7.531
    30 свиданий6.208
    Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa6.633
    ВыжившийThe Revenant7.979
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ДэдпулDeadpool11.02
    В центре вниманияSpotlight11.02
    Лазурный берегBy the Sea11.02
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    премьеры