всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1884 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Очень качественный и интересный фильм. Скорее всего, в первую очередь из-за игры Андрея Миронова и Юрия Никулина. Эта советская кинолента стоит на первом месте в списке любимых фильмов, наряду с «Девчатами». В детстве, на Новый Год, мы всей семьей собирались около телевизора и смотрели три фильма подряд: «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция Ы…» и конечно же «Бриллиантовая рука». Меня каждый раз очень затягивал сюжет и я не могла оторваться от экрана. Я очень любила(и сейчас люблю) советские кинофильмы, и поэтому, когда я случайно узнала о том, что в школе собирается группа учеников 5-6 классов для поездки на «Мосфильм» я просто умоляла маму отпустить меня на экскурсию. Мама, пусть не сразу, но разрешила мне поехать. И тогда, я была просто на седьмом небе от счастья. Воспоминания от «Мосфильма» остались в моей сердце и по сей день. Больше всего мне понравился зал с машинами. Тогда, я своими глазами увидела такси, на котором ездили Семен Семеныч Горбунков и помощник Михаила Ивановича. Также, мы видели магнитофон, который стоял в номере у Анны Сергеевны. Тогда на этой киностудии была выставка, с названием «К 30-летию Бриллиантовой руки»(скорее всего она осталась там с 1998 года)

    В этом фильме очень зацепила музыка. Например, песня «Остров невезения» в исполнении Андрея Миронова, или «Песня про зайцев» в исполнении Юрия Никулина, и конечно же, не менее знаменитая композиция «Помоги мне» в исполнении очаровательной Аиды Ведищевой.

    Что касается остального актерского состава, меня поразила великолепная игра Нины Гребешковой, которой очень удалась роль жены Семен Семеныча. Очень чувственно сыграла Нонна Мордюкова, которую, я поначалу вообще не узнала в этом парике.

    И конечно же, самыми интересными были цитаты, которые просто переполняют фильм.

    10 из 10

    22 января 2012 | 18:16

    Леонида Гайдай — удивительный человек, вклад которого в кинематограф невозможно оценить. Этот режиссер создал множество прекрасных фильмов, которые спустя годы остаются все так же горячо любимыми множеством зрителей. Не боясь экспериментировать с жанрами, используя смелые идеи, Гайдай довел романтику советского быта до идеального состояния.

    Вот и «Бриллиантовая рука» с первых же кадров окунает нас в давно ушедшую эпоху советского романтизма, где в приморском городе орудует банда контрабандистов во главе с Шефом и его помощником Графом. Хитрый план бандитов заключается в том, что Граф отправившись на круизном лайнере в зарубежный тур, должен забрать драгоценности в загипсованной руке. Но в силу обстоятельств на указанном месте оказывается некий Семен Семенович Горбунков, честный советский труженик и примерный семьянин. С этого маленького недоразумения и начинается захватывающая история…

    Образ главного героя, с сумкой-авоськой в руках, в кепке, со скромным лицом и большими выразительными глазами олицетворяет простого советского человека, живущего обычной жизнью. Возможно, что в той или иной мере представители старшего поколения находили в нем себя, персонаж Юрия Никулина кажется таким знакомым и родным, вызывая самые теплые эмоции.

    «Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся — гипс!»©

    Игра Юрия Никулина выше всяких похвал. Ибо он прекрасно попадает в образ, каждым жестом, мимикой, или просто взглядом открывая и передавая внутренний мир и все переживания своего персонажа. Каждая реплика Сёни так и вызывает взрыв смеха, и не важно какой раз зритель смотрит это кино, и пусть знает каждую шутку наизусть, но магия гайдаевского кино всегда работает безотказно. Добрый светлый юмор, именно ним наполнена каждая минута этой прекрасной ленты. Множество цитат, как это бывает в большинстве случаев с фильмами автора, ушли в народ и стали крылатыми.

    «Если человек идиот, то это надолго!» ©

    Не могу не отметить блестящий актерский тандем Андрея Миронова и Анатолия Папанова с его неповторимым тембром голоса. В роли отрицательных персонажей они выглядят восхитительно и обладают своеобразным шармом. Лёлик и Гена Козодоев, находясь в состоянии постоянного конфликта, создают массу комических и самых неожиданных ситуаций.

    «Шампанское по утрам пьют только или аристократы, или дегенераты». ©

    Очень ярко и органично вписаны линии второстепенных персонажей. Не могу не упомнить об управдоме в исполнении Нонны Мордюковой. Эта героиня олицетворяет советских чиновников низшего звена, и является шаржем на саму систему управления того времени.

    «Распространите среди жильцов нашего ЖЭКа. А если не будут брать — отключим газ!» ©

    И как не вспомнить обворожительную Анну Сергеевну, с ее достаточно откровенной сценой, и фразой «Невиновата я. Он сам пришел!». Образе роковой красотки Светлана Светличная выглядит очень убедительно.

    Фильмы Леонида Гайдая — удивительный самобытный мир, который поглощает все внимания и смотрится на одном дыхании, вызывая самые светлые эмоции. «Бриллиантовая рука» — не стала исключением, ибо каждая минута этой ленты наполнена позитивом, небывалой легкостью и колоритом. Кстати, в фильме появляется все тот же черный кот, которого можно увидеть в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию» и «Приключения Шурика», являясь своеобразной подписью автора.

    10 из 10

    12 марта 2013 | 21:25

    Гайдай!!! Такого больше не родится. Для нашего менталитета покультовей тарантинов и скорсез. Когда я в очередной раз пересматриваю его «Бриллиантовую руку», всегда ловлю себя на мысли — возможно ли превзойти то, что он сделал? И как сформулировать это «то»? Вопрос.

    Во-первых. Помогал и спасал. Эпоху. От скуки и серьезности. Хотя бы на время, изредка «легким движением руки» вырывал массы из пафоса «светлого будущего» коммунизма, двух и трехгодичных пятилеток, всеобщей благости, положительности, серьеза, неулыбчиво-поучительной атмосферы газеты «Правда». Как это верно сказано о советском времени — время серьезности! А еще — жизни как положено, а не как хочется или как придется. И уж точно не легкомыслия и ветрености…

    А во-вторых?

    Со стопроцентной, неоспоримой (в том числе и документально) уверенностью о гайдаевских киношедеврах можно сказать только одно — «чемпионы проката». Все остальное — тайна за семью печатями. Вот как раскрыть тайну «Бриллиантовой руки» — этот долговечный феномен отечественного кинематографа? Почему столь простой и непритязательный фильм смотрят до сих пор, не уставая? Откуда столько радости и простоты, милого наива, ведь даже соцзаказ и конъюнктура здесь только умиляют — не претят.

    Думаю, все дело в юморе. У Гайдая бессодержательного смеха не существует. Это только невнимательным кажется, что его смех является самоцелью (смех ради смеха, так сказать), нередко он приобретает оттенок глубокомыслия, не теряя при этом и своей безобидности, и «чистоты формы», т. е. эмоциональной, психофизиологической — вечной природы. Он не только смешащий, но и умиляющий, и сострадающий, и мудрый, и терпеливый, и любящий. Он способен функционировать в очень широком эмоционально-смысловом диапазоне — от вражды, агрессии — к освобождению, снятию оков серьеза, рамок правильности, канонов приличий; от валяния дурака (наша древняя национальная форма смеха) — к утверждению и созиданию. У Гайдая это всегда восходящая градация, ведущая к победе над мелким, низким, презренным.

    Гоголь, Щедрин отучили нас от того, что смехом можно любить человека, а не только издеваться или критиковать, выставляя наружу все его пороки и недостатки. У Гайдая (которого я остерегусь называть сатириком, для меня он теплый юморист, который смеется не плача, а, как и положено, без причуд — просто улыбаясь) всегда больше животворящего и утверждающего смеха. И именно в минуты такого смеха над идиллическими сценами наивной жизни С. С. Горбункова, его Нади и милых ребятишек у меня каждый раз сжимается сердце от легкой ностальгирующей боли-воспоминания о советском семействе дедушки и бабушки, без возврата канувшем в прошлое.

    Гайдай как художник, как гений комедии, как юморист непревзойденно чист. Лишен двусмысленности, тяжеловесности подтекста, логизма, расчета, назидания. Чисты его герои — злодей так злодей (свой, с утепляжем, с очаровательной мироновской улыбкой, манерным взмахом светличных ресниц и медвежьим слухом и голосом Лелика-Папанова: «и-и-и два гусЯ…»), герой так герой (свой, родимый, не подведет, не предаст и не выдаст, правда, не знает как падать, не ломая руки, и куда прятать пистолет тоже не знает, так ведь это опять по-нашему — падать, так биться, быть откровенным — так уж до конца, до оружия в авоське с дырочками). В мире этих героев мы в кругу чистейших первообразов, а с недавних пор еще и мифологем советского национального характера.

    Но даже когда этот самый характер выветрится из нас без остатка и без надежды на возвращение, смех Гайдая все равно останется, потому что он не актуален, а вечен, как и святая способность человека смеяться над собой, как мудрое понимание — быть идеальным — стагнация и смерть.

    Да. Мы такие — неидеальные, смешные, вечные, гайдаевские клоуны, чудаки, Иванушки-дурачки, Семен Семенычи Горбунковы и, простите за предположение, Козодоевы. Тем, кто ими хотя бы изредка быть не хочет или не может, сочувствую. И призываю: в минуту своей величайшей серьезности пересмотрите Гайдая и поверьте — смех честен и чист… Если это смех над собой.

    18 июня 2013 | 10:24

    Рассказывать про фильмы Гайдая бессмысленное занятие — наверняка каждый знаком с его творчеством, ну или на худой конец что-то слышал. Почти все картины этого режиссера давно стали классикой и вписаны в кинематограф золотыми буквами. Не исключение и данный фильм.

    Ох уж эти контрабандисты, и на какие только хитрости они не идут, дабы незаконно переправить через границу какое-нибудь золотишко. Гляди что учудили. Перевести монеты в гипсе. А что? Кто догадается? Прощупать не прощупают, да и вообще поскользнулся, упал, очнулся гипс. И вроде план продуман и даже пароль имеется, чтобы не перепутать человека. Да только все равно все пошло наперекосяк. А все из-за некоего Семена Семеныча Горбункова, который оказался не в то время, не в том месте.

    С момента выхода фильма прошло уже почти 50 лет, а каждый просмотр как будто первый. Все аспекты картины на высшем уровне. Сюжет? Отличная история про контрабандистов и про непутевого экономиста Горбункова, который спутал им карты. Комедия доверху набита различными фразочками, которые давно ушли в народ и шутками, которые всегда вызывают улыбку. Актеры? Да, пожалуйста. Блистают все. Как главные, так и второстепенные персонажи. Юрий Никулин отлично сыграл непутевого Горбункова — примерного семьянина, который попадает в неприятную историю, но не обделен удачей. Андрей Миронов и Анатолий Папанов тандем жуликов пытающихся весь фильм вернуть своё золото. У них разные подходы к делу, но оба они очень запоминающиеся. Из второстепенных персонажей можно отметить управдома Нонну Мордюкову с её «Наши люди в булочную на такси не ездят» и femme fatale Светлану Светличную.

    Долго можно распинаться в комплиментах к этому фильму, он их действительно заслуживает. «Бриллиантовая рука» настоящая классика кинематографа, которая будет с интересом смотреться даже спустя еще 50 лет.

    10 из 10

    2 сентября 2015 | 19:00

    Пожалуй, «самая классическая» (в значении «классика жанра») из всех комедий Л. Гайдая. С нее зачастую начинается знакомство с творчеством режиссера, ее чаще прочих «упоминают всуе» и т. д. Да и вообще, не исключено, что это самая известная и популярная кинокомедия советских лет (заметьте, я не употребляю слово «лучшая»).

    Обратная сторона медали очевидна. Пресыщение. Согласитесь, мало кто будет смотреть это кино, случайно на него наткнувшись. Хотя проблем никаких — сюжет известен, было бы желание. Увы, куда как чаще приходится слышать что-то вроде: опять «Бриллиантовая рука» на неделе — как будто больше показывать нечего! Вот она, черная людская неблагодарность!

    Давеча я рискнул таки еще раз — спустя некоторое (полагаю, весьма существенное) количество лет — пересмотреть «кинороман из жизни контрабандистов». От пролога и до эпилога включительно.

    Ничего нового, как ни странно. Родные лица, знакомые (явно не то слово, правда?) шутки… Ты словно возвращаешься куда-то, где давно не был, но где время, к счастью, остановилось — словно специально для тебя. Чтобы всё было точь в точь как «тогда».

    В общем, сплошь положительные впечатления. Не считая тихой грусти по ушедшим временам. Я не имею в виду сейчас какие-то конкретные годы или, тем паче, эпоху в общественно-политическом значении. Просто годы. Разделяющие Вашу (или мою) первую встречу с С. С. Горбунковым и каждое последующее («Дай бог, не последнее» — так и просится цитата) свидание.

    Обратил внимание, что подсознательно стараюсь увидеть в фильме что-то такое, чего не замечал раньше. Вглядываюсь в детали, в какие-то второстепенные моменты — всё до капли хочется выжать. Кто знает, когда еще свидимся.

    Интересно. Уже не так смешно, конечно, но всё равно классно. И до чего же хорош А. Миронов всё-таки! Дивная пластика!

    Одного я никак не могу понять: что же такое получит тот, «кто возьмет билетов пачку»? Загадка на все времена.

    9 из 10

    6 февраля 2012 | 16:54

    В советском кинематографе имеется очень ценное учебное пособие для начинающих режиссеров и будущих мэтров комедий. Учебник под названием «Бриллиантовая рука». Над ним работали великие советские актеры: гениальный выдумщик и мастер перевоплощения Андрей Миронов, безукоризненный и грустный, всеми любимый Анатолий Папанов, нелепый и безумно родной наш Юрий Никулин… Их больше нет, как нет и главного автора этого ценного учебника Леонида Гайдая… Они пришли к нам громко, крича те самые незабываемые слова, которые произносишь чуть ли ни каждый день… Их яркие киноработы врезаются в голову навсегда, по ним сравниваешь остальной мир кино…

    «Бриллиантовая рука»… при произношении этих слов возникают самые добрые чувства, после которых весь фильм проносится перед глазами как детское новогоднее стихотворение, которое помнишь наизусть. Гайдай волшебник, гений всего режиссерского сообщества! Его приключения Сени Горбункова свели с ума большую часть посмотревших этот фильм. А контрабандистам после выхода советской комедии придется придумывать новые способы доставки драгоценностей.

    Именно наши современные режиссеры должны понять и прочувствовать весь процесс творения Гайдая. А не штамповать бездарные и безвкусные комедии. И снова постараться сотворить такое же качественное кино, попробовав подарить нам те самые утерянные временем настоящие эмоции.

    16 апреля 2009 | 13:56

    Великий фильм гениального режиссера Леонида Гайдая. Посмотрев этот фильм, я открыл для себя новую грань русской комедии двадцатого века, когда на основе социалистического общества создавались великолепные комедии с солью и перцем. Это обыкновенная история обыкновенных контрабандистов, которые через подставное лицо перевозят контрабандой бриллианты и главный герой — Семен Семенович решает проблемы с этим грузом…

    Этот фильм полностью разобран на цитаты, а знаменитое «Эх, Семен Семеныч!» уже стало коронной фразой, где ее только я не слышал. Семен Семенович стал антиподом рассеянного человека и этот характер мне очень близок, поскольку я сам немножко рассеян. Герой Юлия Никулина- добродушный малый который относится к жизни должным юмором и при этом является законопослушным гражданином, социально-активен. Но после посещения заграницы он меняется. Все сводится к тому, что фильм как начинается со смешных моментов так и заканчивается.

    Легкость фильма и понятность его абсолютно всем делает его всенародным хитом, уверен, что в эпоху развитого социализма этот фильм шел на «ура», а особенно мне понравился персонаж Анатолия Папанова, я мигом узнал в нем знаменитого волка по его манере разговаривать. Особенно мне понравилась фраза: «Руссо туристо, облико морале, фершттейн!» вообще прекрасна, а мысль «каждый человек на многое способен, но к сожалению не каждый знает на что он способен» просто является самым основным смыслом этого фильма.

    Актеры сыграли блестяще, каждый из переданных образов великолепен, каждый характер передан просто неплохо, эта фантазия режиссера и сценариста просто великолепно воплотилась в каждом герое этой истории.

    Песни-шлягеры- главная особенность этого фильма и каждая такая мелодия и звуковое оформление для придачи атмосферы просто великолепна, это хиты на все времена.

    Итог: Великий фильм, который можно смотреть много раз и не разу в нем не разочароваться, ибо так качественно сделанных фильмов вы нигде больше не увидите, моя оценка десять, ибо это- фильм на века и атмосфера сего фильма гениальна, а сатирическое высмеивание общества. Скрытое в каждом фильме Гайдая оставляет надежду на то, что такие фильмы еще могут быть, но только не в современной России. Десять и только десять, ибо величие фильма сего неоспоримо.

    10 из 10

    3 октября 2012 | 21:21

    Блистательный шедевр советского кинематографа. Мой любимый фильм детства, непревзойденная комедия Леонида Гайдая, это фильм на все времена. У меня сложилось такое ощущение, что я смотрела его раз сто, но все равно, с каждым разом, для меня он становится все интересней. Никогда не упускала момента посмотреть его по телевизору. Шутки Никулина, Миронова и Папанова знаю наизусть.

    Это один из фильмов, который я обязательно покажу своим детям, это наша старая, добрая советская классика.

    10 из 10

    16 апреля 2010 | 04:30

    Давайте мы с вами опустим все легендарные, ставшие незаменимыми в повседневной жизни шутки и юмор данной картины, и трезво посмотрим сквозь призму десятилетий, на этот без сомнения шедевр нашей отечественной киноиндустрии.

    История простого советского обывателя, честного труженика, заработавшего заграничную путёвку, и поменявшего некоторые свои незыблемые взгляды, не оставляет равнодушным никого, кто так или иначе соприкасался с творчеством Юрия Никулина.

    Комичный, порой до слёз в глазах неумелый, неприспособленный Горбунков, это типичный прообраз советского человека той эпохи. Человека простого, готового в любую минуту прийти к вам на помощь, не поступившись своими принципами, и взглядами на жизнь. Попадая в щекотливую ситуацию, проявив присущую нашему человеку смекалку и выдержку, Семён Семёныч с честью выходит из создавшегося положения, ставя в тупик преступный элемент, соединяя, таким образом, в своём лице и карательный орган, и ответственность простого советского человека.

    Легендарен и актерский состав. Миронов, Папанов, Светличная. Фамилии, черту под которыми просто невозможно подвести, ни сточки зрения представления их как актеров, ни с точки зрения простых людей. Золотыми буквами, вбиты, и наглухо прикручены эти имена на золотой доске почёта нашей с вами страны, имена которые нам с вами надо помнить, и чтить.

    Итог, и что, я должен ставить оценку? Да что вы, кто я, да и кто мы все с вами для этого?

    Шедевр на века, и страны. Вот и всё..

    11 января 2010 | 19:46

    - В таком виде я не могу. Мне нужно принять ванну, выпить чашечку кофе…
    - Будет тебе и ванна, и кофэ, будет и какава с чаем. Поехали!


    «Бриллиантовая рука» — еще один фильм Леонида Гайдая, входящий в золотой фонд советского кино, которое на века. Мне кажется, что процент русских людей, которые никогда этот фильм не смотрели и не слышали сакраментальные фразы из серии «Наши люди в булочную на такси не ездят!» ничтожно мал и если вы по каким-то неведомым обстоятельствам входите в это число, бегите скорей смотреть этот замечательный фильм.

    Отличный актерский состав: несравненный Юрий Никулин в роли Семена Семеновича Горбункова, обаятельный Андрей Миронов, неподражаемый Анатолий Папанов в роли Лелика, управдом Нонна Мордюкова и многие другие. Отличный юмор, смеяться будете все полтора часа.

    Итог: 9 из 10 за кино, которое навсегда вошло в историю.

    - Цигель, цигель, ай-лю-лю!
    - Ай-лю-лю потом.

    10 октября 2010 | 21:57

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>