всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1452 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Потрясающая эксцентрическая комедия, с великолепным юмором, увлекательным сюжетом и гениальными актерами! Смтотря подобные фильмы, очень хорошо понимаешь, насколько примитивные комедии сегодня снимают. Особенно американцы и европейцы. Здесь всё в тон, всё к месту! Юмор не опускается ниже пояса (даже в эпизоде с проституткой и сцене стриптиза), а актеры задают такой темп, что хочеться аплодировать стоя! Чего только стоит момент, когда герой Миронова произносит незабываемую фразу: «Я должен, сперва, принять ванну… выпить чашечку кофе..» А крылатые фразы Папанова!

    Это один из тех фильмов, где комедия поднимается до уровня искусства! Легко, изящно, изобритательно!

    10 из 10!

    9 мая 2007 | 00:32

    У каждого человека есть свои способы расслабиться и сбросить нервное напряжение. Кто-то пьет пиво, кто-то танцует, кто-то вырезает лобзиком, а кто-то просматривает свои любимые фильмы. Так вот «Бриллиантовая рука» — это один из вечных антидепрессантов с мощнейшим действием и всяким отсутствием побочных эффектов.

    Помимо всего прочего, «Бриллиантовая рука» — это что-то смутно-родное, воспоминания прошлого, всего того лучшего, что было у нас в детстве и в Союзе того времени. Эти белые теплоходы, светлые люди, такая надежная и берегущая нас милиция(вот бы в реальной жизни так, правда?), идеальная семья, ресторан «Плакучая Ива» в южном городе, такое смешное и всегда наказуемое зло, а ко всему прочему добродушные здоровяки-добытчики севера с легендарной фразой: «Ну, будете у нас на Колыме…» В нынешнее время, хочется ответить по примеру героя Андрея Миронова: «Нет, уж лучше вы к нам.»

    Что можно еще добавить? Разве только то, что когда слышишь название этого фильма, или одну из множества цитат, на которые буквально порвали ленту — сразу же начинаешь улыбаться. А на душе становится легко и весело.

    Так нужны ли иные критерии оценки фильма?

    24 июня 2010 | 17:22

    Великий фильм гениального режиссера Леонида Гайдая. Посмотрев этот фильм, я открыл для себя новую грань русской комедии двадцатого века, когда на основе социалистического общества создавались великолепные комедии с солью и перцем. Это обыкновенная история обыкновенных контрабандистов, которые через подставное лицо перевозят контрабандой бриллианты и главный герой — Семен Семенович решает проблемы с этим грузом…

    Этот фильм полностью разобран на цитаты, а знаменитое «Эх, Семен Семеныч!» уже стало коронной фразой, где ее только я не слышал. Семен Семенович стал антиподом рассеянного человека и этот характер мне очень близок, поскольку я сам немножко рассеян. Герой Юлия Никулина- добродушный малый который относится к жизни должным юмором и при этом является законопослушным гражданином, социально-активен. Но после посещения заграницы он меняется. Все сводится к тому, что фильм как начинается со смешных моментов так и заканчивается.

    Легкость фильма и понятность его абсолютно всем делает его всенародным хитом, уверен, что в эпоху развитого социализма этот фильм шел на «ура», а особенно мне понравился персонаж Анатолия Папанова, я мигом узнал в нем знаменитого волка по его манере разговаривать. Особенно мне понравилась фраза: «Руссо туристо, облико морале, фершттейн!» вообще прекрасна, а мысль «каждый человек на многое способен, но к сожалению не каждый знает на что он способен» просто является самым основным смыслом этого фильма.

    Актеры сыграли блестяще, каждый из переданных образов великолепен, каждый характер передан просто неплохо, эта фантазия режиссера и сценариста просто великолепно воплотилась в каждом герое этой истории.

    Песни-шлягеры- главная особенность этого фильма и каждая такая мелодия и звуковое оформление для придачи атмосферы просто великолепна, это хиты на все времена.

    Итог: Великий фильм, который можно смотреть много раз и не разу в нем не разочароваться, ибо так качественно сделанных фильмов вы нигде больше не увидите, моя оценка десять, ибо это- фильм на века и атмосфера сего фильма гениальна, а сатирическое высмеивание общества. Скрытое в каждом фильме Гайдая оставляет надежду на то, что такие фильмы еще могут быть, но только не в современной России. Десять и только десять, ибо величие фильма сего неоспоримо.

    10 из 10

    3 октября 2012 | 21:21

    Обычный среднестатистический(даже более чем усредненный) советский гражданин Семен Семеныч Горбунков на белом корабле отправляется в круиз в дальние страны, неведомые человеку за железной занавеской, приоткрывающейся лишь избранным в то ностальгическое время. Запад в лице турецкоподданных потомков Остапа Бендера советского же разлива искусит его и вплетет в почти что детективную, но больше эксцентрическую историю о бриллиантах.

    Едва ли найдется на территории бывшего СССР человек, который бы не видел знаменитую комедию «Бриллиантовая рука», снятой в 1968 году выдающимся русским комедиографом Леонидом Гайдаем. Пародирующая западнические элементы детективного жанра, преисполненная почти на завуалированных резких для тогдашней цензуры гэгов и метких фразочек, мгновенно ушедших в народ, безидеологическая и непринужденная комедия, «Бриллиантовая рука» и поныне многими воспринимается как просто легкое и непритязательное развлечение, золотом выбитое в истории советского кинематографа.

    Мейнстримовый по сути Гайдай не был злым сатиром, но конкретные веяния тогдашних времен он умел угадывать, потому «Бриллиантовая рука» — это шедевр тонкой иронии по отношению к царящему в конце 60-х годов образу жизни советского человека и окружающей его реальности и при этом фильм стал самой квинтэссенцией тех далеких и незнакомых многим молодым людям времен, чуть наивных, но, черт побери, прекрасных. Стремление обойти лапинскую цензуру вылилось в эпохальный кадр ядерного взрыва в финале и в итоге все остальные возмутительные моменты в картину вошли почти нетронутыми и овеянными религиозной и метафорической семантикой. В данной картине присутствует и deux ex machina, препарирующая фильм в сугубо кинематографическую реальность, созданную Гайдаем и облеченную в язык эксцентрики. Перенасыщенный многообразием символов, фильм в памяти народной остался просто комедией с бытовым оттенком и неувядающим юмором о простом человеке, попавшем в непростую ситуацию и волею высших сил и цепи случайностей победившем зло, глупое и тривиальное.

    Игра всех без исключения актеров в ленте — это искрящийся гротеск и яркая убедительность. Карикатурные злодеи блестяще исполнены дуэтом Андрея Миронова и Анатолия Папанова, блистает и Юрий Никулин, создавая образ простоватой комичности. Невозможно не отметить и ярких второплановых персонажей в лице Светланы Светличной, Нины Гребешковой и Нонны Мордюковой.

    Операторская работа Игоря Черных местами полна оригинальных визуальных находок, а гениальный саундтрек от композитора Александра Зацепина и поныне звучит ярко и идеально вписывается в структуру фильма.

    Итак, «Бриллиантовая рука» — одна из самых выдающихся комедий советского и мирового кино(рейтинг Imdb тоже весьма высок). полная тем не менее скрытого смысла, ироническое путешествие в советскую действительность, неустаревающее вот уже 35 лет.

    10 из 10

    14 августа 2013 | 17:20

    Нет для кинорежиссера жанра труднее и нервотрёпнее комедии. Естественный спуск с олимпийских высот к легкости, непритязательности, общедоступности, требуемой формой, да еще чтобы при этом от истины ходячей всем стало больно и светло (вне зависимости от уровня образования и социальной принадлежности) — это самый жесткий тест на профпригодность, который под силу лишь истинному таланту, не нуждающемуся в зауми и тумане для вуалирования своей возможной несостоятельности. Таланту народному, поскольку в горних (а потому разреженных) интеллектуальных сферах юмору уже не живется, там остаются разве что фиги в карманах.

    Здоровое же бугага от века объединяло и скрепляло массы куда эффективнее любых политических изысков, особенно в России, где фразы и ситуации от Гайдая, Рязанова и Данелии давно стали важнейшей компонентой национального культурного кода, приобрели почти сакральное значение отделения своих от чужих, агнцев от козлищ по принципу приобщенности или неведения. Из чего как бы следует, что вышеуказанные авторы со своей задачей комедиографов справились и испытание выдержали с честью. Причем не стоит забывать, что чистым, без подмеса комедиографом из них был один Гайдай. Ему одному удавалось работать одними комедийными средствами, без помощи лирики, грусти и ностальгии с одной стороны и злого сарказма на уровне стеба с другой. В национальном кино он один последовательно продолжал традиции балаганной, цирковой почти, а потому уходящей корнями в глубокую древность эксцентрики, более того — вдохнул в них новую жизнь, гениально вписал их в современность.

    «Бриллиантовая рука» в этом смысле кажется мне лучшим из его фильмов, единственным его безусловным шедевром (затмевая даже «Ивана Васильевича», вариации на тему российской государственности которого все-таки самую капельку топорны). В этой картине Гайдай как-то интуитивно нащупал самого удивительного своего героя, одновременно смешного и умилительно трогательного, чистого, как слеза октябренка и положительного до слез, до тревоги за него. Разумеется, идея Гайдая восходит к восприятию клоуна публикой двадцатого века — как существа комичного и грустного, конечно, здесь чувствуется влияние смешных и жалких персонажей великого Чарли Чаплина, но все равно, Семен Семеныч Горбунков, блистательно сыгранный выдающимся клоуном и большим драматическим актером Юрием Никулиным — герой совершенно оригинальный в киноискусстве, хотя и легко узнаваемый. Наивный, неловкий, незадачливый, но поразительно твердый в главном, Семен Семеныч как-то так точно, без прикрас, но любовно воплощает Светлый Образ Советского Человека, что сейчас, по прошествии лет, уже и смеха на него не остается, одно горькое сознание потери…

    Под стать ему и почтенная супруга, Нина Гребешкова. Показательно, что после демонстрации «Бриллиантовой руки» на зарубежных фестивалях, зрители и критики единодушно восхищались «блондинкой из фильма», под которой понималась вовсе не сексапильная Светличная (подобных краль и у них было достаточно), а именно Гребешкова — жена, мать, опора, во все времена стопроцентно надежный фундамент. Разговор супругов в постели после возвращения мужа «оттуда», их телепатическое почти взаимопонимание — это, благодаря гению актеров, вообще одна из вершин комедии в кино, высота, на которую поднимался разве что Пьетро Джерми, да и тот лишь местами.

    На фоне этого несокрушимого бастиона порядочности злодеи, пусть и в подаче великих Миронова и Папанова, выглядят изначально бледно и беззубо — а также понарошку, опереточно, если быть точнее, что не могло бы не придать всей истории некоторую надуманность, не уравновесь ее сатирический и совершенно жизненный персонаж Мордюковой — душителя и разрушителя частной жизни жильцов вверенного ей в управление дома. Швондер, ох Швондер в ней бархатно и роскошно расцветает в последний художественный раз. В то время как целый цветник новых образов колосится у Гайдая впервые (и с большим отрывом впервые).

    Отойдут в прошлое алчно любопытные управдомы, но останутся, разовьются, разбредутся по кино и по мощеным европейским улицам «руссо туристо», не отягченные более облико морале, дамы, не виноватые, потому как «он сам пришел», амбалы в наколках в стиле «папаша, огоньку не найдется», амбалы в пиджаках в стиле «будете у нас на Колыме», шефы, кующие деньги, не отходя от кассы, — ну и несчастные люди-дикари, на лицо ужасные, добрые внутри. Будем надеяться только, что не перевелись еще и Семены Семенычи Горбунковы — где-нибудь в жизни, и что когда-нибудь и они вернутся в кино, почему-то совсем переставшее ими интересоваться…

    24 ноября 2010 | 21:59

    Если говорить о достижениях нашего, отечественного, искусства, в частности, о кино — то «Бриллиантовая рука» просто обречена быть упомянутой. И тому я назову 5 причин:

    1. Не буду оригинальна: блестящий, а вернее ослепительно сверкающий актёрский состав. Миронов, Папанов, Никулин, Гребешкова, Филиппов, Мордюкова, Светличная… Все персонажи — начиная с главных героев и заканчивая второстепенными, а то и третьестепенными действующими лицами (например, кто не вспомнит того громилу — «Папаша, огоньку не найдётся?» ?!) — бросаются в глаза и не способны исчезнуть из памяти.

    2. Тонкая ирония, умело замаскированная под безобидный юмор. Впрочем, иронию тут и впрямь трудно назвать кусачей или колкой, однако Гайдаю пришлось за право донести её до зрителей побороться. Кому интересно — тот может прочитать про историю съёмок фильма, благо найти её на просторах рунета можно за считанные секунды. Там все тёрки режиссёра с чиновниками от Министерства Культуры подробно описаны.

    3. Цитаты, ушедшие в народ и прочно поселившиеся в его сознании. Здесь без комментариев.

    4. Замечательнейший контраст, яркий гротеск. Возьмём тех же двоих подельников-контрабандистов. Один — грубоватый мужлан (Папанов), второй элегантный, несколько манерный тип (Миронов). Сплав таких двух противоположностей даёт просто изумительный результат! Или же белокурая красотка Анна Сергеевна в исполнении Светличной (от благосклонности которой, по словам Геши, невозможно отказаться), самозабвенно заигрывающая с невзрачным растяпой Семёном Семёнычем. Конечно, заигрывала она с определённой целью, но как смотрится!..

    5. Захватывающий сюжет с неожиданными изгибами и поворотами.

    Фильм на века.

    Фильм, который стал частью нашей культуры, нашего быта, нас самих.

    12 июня 2010 | 20:03

    «Что это у Вас с рукой?», — спросил водитель такси у Горбункова.

    «Почему он интересуется? Что это, — простое любопытство?! Подозрительный тип…», — начал размышлять про себя Семён Семёнович.

    «Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся, — гипс.», — наконец, ответил странному водителю гражданин Горбунков.

    «Вы в самодеятельности участвуете?», — в ответную задал вопрос водила.

    «Участвую!», — выпалил загипсованный и уже изрядно нервничающий Семён.

    «Зачем же я соврал? Я же не участвую!.. А зачем он спросил?.. Зубы заговаривает — очень подозрительный тип.», — вновь начал мысленно сомневаться наш гражданин.


    1969 год… Советское кинопроизводство находилось в своём зените, что называется, в самом соку — проходило этап бурного развития и совершенствования. Особенно популярными в то время в нашей стране были, как это известно, фильмы комедийного содержания, направленные на активистскую, партийную и патриотическую деятельность, тем самым, как бы поднимая «боевой дух» советских граждан. Тема «хороших» коммунистов и беспартийных бандюг, «некомсомольцев» в те времена была очень актуальной и популярной.

    Итак, Леонид Гайдай и его великолепное детище «Бриллиановая рука». Эту картину, наверное, вдоль и поперёк засмотрели наши с Вами родители, и особенно бабушки с дедушками, которые, каждый раз попадая на этот фильм при щёлкании кнопок телевизора, неустанно приговаривают: «Ах, было время!»; «Да-а, в Советское время всё было гораздо лучше!..». Раньше, будучи ещё маленьким, я как-то не особо разделял их страстную и пламенную любовь к старым советским комедиям, да, смеялся, да, радовался, но, к сожалению, не ценил как классику и как великолепные проявления русского творчества…

    Сейчас же, к своей радости и счастью, очень доволен, когда удаётся посмотреть фильмы о приключениях Шурика, либо всем известный «Служебный роман», либо «Иронию судьбы»… Ах, эта Советская эпоха! К сожалению, не смог её застать, но по многочисленным комментариям и рассказам своих родителей, очень хотел бы вернуться в те, цитирую «светлые, социалистические, добрые и родные советские времена».

    Но поговорим о фильме. В данной картине стержнем сюжета является незаконная, даже преступная деятельность — контрабанда, да ладно товаров в виде шмоток или продуктов, а то — драгоценностей, золота и бриллиантов. С помощью истинного комсомольца и убеждённого коммуниста с инновационными веяниями С. С. Горбункова местные органы власти и правоохранительные структуры пытаются поймать, что называется, на живца банду нерадивых спекулянтов. Вот только этой самой жертвой и мишенью-приманкой оказывается «простой герой» Семён Семёнович..

    Стоит ли говорить, насколько весело, увлекательно, и, словно в первый раз, интересно и завораживающе вот уже в 30-50 раз пересматривать уж наизусть выученную картину, вместе с героями ездить на «Чёрные скалы», оказываться в роскошном отеле «Атлантика» или праздновать «премию» бандита в ресторане «Плакучая ива»… И чего только не происходило с нашим героем, волей случая однажды упавшего на одной из стамбульских улиц, и в сердцах крикнувшего заветную фразу «Чёрт Побери!..»

    Да.. Смотря этот фильм, просто не можешь не скрывать всего удовольствия и радости, и порой не можешь удержаться, и подпеваешь неподражаемому Никулину с его любимой песней «О зайцах» — 

    »… А нам всё равно, а нам всё равно, пусть боимся мы волка и сову…»

    Этот кинофильм — целая эпоха, этот кинофильм для меня, и для миллиона жителей нашей страны, — чистый, яркий, светлый, прекрасный и замечательный фильм об СССР, каким он был. Фильм, который приносит добро, улыбки и очарование. Это не иначе, как шедевр, шедевр киноискусства безвозвратно ушедшего от всех нас времени.

    Только 10 из 10!.. А разве может быть иначе?!

    9 марта 2010 | 11:11

    Одна из самых лучших сатир в советском кинематографе. 1968 год — золотая эпоха комедий Гайдая, после «Кавказкой пленницы» режиссер снимает «Бриллиантовую руку», прихватив с собой Никулина, и пригласив Миронова. Эти актеры крадут каждую сцену, ты вовлечен в их игру. У каждого своя харизма, но ты с нетерпением ждешь появление обоих, тандем у них вышел замечательный, яркие личности не пересилили персонажей, они сделали свои роли незабываемыми и неповторимыми. Режиссер немного издевается над так называемым режимом «управдома». Ярким представителем которого является великолепная актриса, она справилась со своей ролью. Мордюкова, у нее второстепенный персонаж, но забыть его невозможно.

    История вращается вокруг контрабандистов, которым необходимы бриллианты, а вот они спрятаны в гипсе Горбункова — честного и порядочного человека. Но он тоже не прост — поначалу нам кажется, что он нерешительный, но со временем он покажет свою изобретательность. Пролог и эпилог, оформление радует глаз и вызывает, если не смех, то по крайне мере улыбку до ушей. Музыка — безупречна. После просмотра так и напеваешь пару песен из фильма.

    Приятная, добрая и очень смешная комедия. Сатира, которое не постареет и, наверное, еще на протяжении долгих лет будет актуальной и цепляющей.

    6 июня 2013 | 02:15

    Белый круизный лайнер прогремел праздничным оркестром, прополоскал на ветру разноцветные флажки и увёз в загадочную даль Семёна Семёновича, чтобы навсегда разделить его жизнь на «до» и «после». Из солнечной заграницы Горбунков явился другим: тронутым светом чужих берегов, словами невиданных доселе женщин и случайным прикосновением судьбы, поигравшей незадачливыми преступниками с чисто дамским лукавством. Как следствие труженики нелегального рынка получили хроническую головную боль, указанный гражданин — перелом психики и массу приключений на загипсованную конечность. А мы — одно из лучших произведений советского кино, разобранное на афоризмы и «ушедшее в народ». Этот фильм нельзя не знать, невозможно не цитировать и почти обязательно любить.

    Неисповедимы пути кинопромысла. Леонид Гайдай снимал детективную пародию, подчёркивающую доблесть и смекалку милиции, но для зрителя «Бриллиантовая рука» стала, скорее, бытовой комедией, иронизирующей над повсеместной властью «шишек» (утрированный образ управдома, преувеличенно влиятельный шеф с манерами местного царька), людскими недостатками и проблемами (пьянство, вездесущие соседи, подозрительность и косность). То, с чем человек безуспешно боролся в жизни, скалило с экрана зубы, становясь мелким, незначительным и попросту смешным. Случайно или нет, но лента обрела черты сказки, в которой отрицательные персонажи низведены до уровня простофиль и неудачников; главный же герой, чудаковатый, но обаятельный малый, побеждает условное зло благодаря не своим умениям, а везению, верности идеалам и душевной чистоте. Этакий фольклорный Иванушка-дурачок в декорациях советских реалий.

    Пространство фильма пестрит, возможно, не всегда осознанными параллелями с разными легендами и поверьями. «Говорящая» фамилия Горбунков отсылает к сказочной поэме Ершова о похождениях бравого конька, который показал своему хозяину (кстати, Ивану) множество диковинных мест и посрамил недоброжелателей. Известным мифологическим сюжетом является путешествие в иной мир (а заграница в сознании советских граждан была чем-то потусторонним, неизведанным и опасным), после которого герой оказывался изменённым и заново обретал себя. Богатыми на интерпретации представляются образы моря (воды) и рыбы: персонаж Никулина — работник некоей «Гипрорыбы», одной из ярких сцен фильма стала рыбалка, Михаил Иванович «чует», что попалась «крупная рыба». Вода — символ первозданного хаоса и, в то же время, животворного жизненного начала; рыба, олицетворяющая изобилие, в рамках родной стихии наделяется свойствами демиурга, дающего новое рождение. Гигантская рыба-кит существует не только у Ершова, но и в сказании об Ионе, что был проглочен, а затем выпущен морским чудищем. К слову, у счастливца оказалось два сына: «рыбачивший с причала» Апостол Андрей и Симеон, будущий Апостол Пётр («камень»). Именно камень бриллиант, символизирующий твёрдость и чистоту, в сочетании с рукой (божественная активность, рука судьбы) давал герою защиту от козней врагов. Любопытны и значения имён в фильме: Анна — «милость Божия»; Михаил — «подобный Богу»; Семён — «услышанный Богом»; Надежда, которая в переводе не нуждается. И с другой стороны: Варвара — «дикарка, варварка», Лёлик — «невзрачный, забитый человек», Геннадий Козодоев с «родовитым» именем и совершенно несуразной фамилией. Такой вот необязательный смысловой ряд.

    Истинные бриллианты ценят не только девушки, но и все остальные. Есть в фильме ещё один замечательный образ: прекрасных ностальгичных 60-х, когда деревья были большими, жизнь — светлой, а люди счастливыми. Талантливый демиург Гайдай создал мир, куда хочется возвращаться, историю, не стареющую с годами, героев, в которых всенародно любимые актёры будут жить всегда. Словно они не ушли, а просто отправились на белом корабле к далёким берегам…

    Посвящается =Коту=

    2 сентября 2012 | 16:30

    Вся история фантасмагорична. Даже подростку ясно, что такого не бывает. И тут нет фантастики, чтобы оправдать фантасмагорию — даже машины времени нет. Но тем не менее, фильм смотрится и пересматривается, а также поголовно цитируется.

    Никулин, в этой ленте сыгравший роль драматическую и комическую одновременно, хорош безусловно. Вы восхищаетесь Горбунковым? Как он грозен был, когда жена заподозрила его в измене родине. Как смел, когда не побоялся вступить в драку с «таксистом». Как выдержан, не выдавая приятелю Генке, что знает о нем все.

    Герои, отлитые в бронзе, существуют только в виде мемориальных досок, в жизни — это живые люди, они могут быть и рассеянны, и простоваты. Конечно, эти герои не гоняются впереди всей родной милиции за валютчиками, нося в гипсе на руке «золото-брильянты». Это уже на откуп комедии.

    Из других звезд вспомню только Миронова. По секрету — не очень люблю я этого актера. Слишком обычно для него амплуа холодноглазого бессердечного самовлюбленного циника. Оно пролезает даже в те его роли, где не нужно! Но за этот фильм «я готова простить ему даже это» (произносится с выражением Юлии Джули из «Тени»). Особенно за сцену «крестного хода». Такого огня веры в глазах я не видела ни у кого.

    Кого он играет здесь? Последний раз пересматривая, я, как говорится, долго смеялась, найдя для него определение. Не знаю, назывались ли такие люди как-то в то время, но теперь их называют «метросексуалами». Чрезмерно следящие за своей внешностью и манерные мужчины стандартной ориентации, если кому-то внове этот диковатый термин. Конечно! Кроме всего прочего Геннадий — манекенщик, та еще богема. Волосы в сеточке. Определенная томность в движениях. Капризный голос. Особенно по контрасту с героем Папанова.

    Острота сатиры несколько затупилась со временем. Все уже пили кока-колу и смотрели стриптиз, своего управдома большая часть людей в глаза не видела, за валюту никто сажать и не собирается, статью за аморалку отменили. Но свежесть юмора не увядает.

    10 из 10

    4 февраля 2009 | 00:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 1599 руб.
    DVD, 2899 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 289 руб.
    Blu-Ray, 504 руб.
    саундтрек, 190 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    8-9 августа
    07.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-9 августа
    Материал «Бриллиантовой руки» Гайдая вызывал тревогу у Рязанова. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies54 724 334
    2.Ночь в музее: Секрет гробницыNight at the Museum: Secret of the Tomb17 100 520
    3.ЭнниAnnie15 861 939
    4.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings8 105 681
    5.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 17 879 421
    19.12 — 21.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies300 840 952
    2.Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast58 478 248
    3.Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux52 949 891
    4.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar32 763 804
    5.Вычислитель30 018 710
    18.12 — 21.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 926 1021 235 159
    Деньги539 332 282 руб.400 119 616
    Цена билета280,01 руб.17,17
    18.12 — 21.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    75.ИзгойCast Away8.346
    76.БалтоBalto8.346
    77.Судьба человека8.335
    78.Шестое чувствоThe Sixth Sense8.330
    79.Однажды в АмерикеOnce Upon a Time in America8.330
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Робот по имени ЧаппиChappie96.02%
    7.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse95.02%
    8.№ 44Child 4495.00%
    9.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.93%
    10.В сердце моряIn the Heart of the Sea94.70%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Чем дальше в лес...Into the Woods5
    БивеньTusk31
    Чистая кровьPura sangre2
    25-й час25th Hour62
    Джон УикJohn Wick18
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Ёлки 19146.329
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux6.690
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.083
    Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast7.462
    Мамы 3
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To22.01
    БёрдмэнBirdman22.01
    премьеры