всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…»
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий Ю. Никулин — 5 188 руб. Н. Гребешкова — 792 руб. А. Миронов — 1 920 руб. А. Папанов — 2 288 руб. С. Светличная — 346 руб. Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1669 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не погрешу против истины если скажу, что это кино видели все в нашей стране. Все от мала до велика. И у всех было фантастически приподнятое настроение после просмотра. Другое дело, что если кино повторять миллион раз, то конечно есть риск, что оно поднадоест. Но если его смотреть не каждую неделю, а скажем раз в год, то почему бы и нет. Почему эта картина Гайдая снискала славу и народную любовь ? Наверно потому, что люди которые её сделали были не просто гениальными артистами, но и большими трудягами. Везёт, как известно тому, кто везёт, тому кто пашет, как вол без устали. Только при сочетании этих двух моментов возможен мозговой взрыв в сознании людей, что мы и видим на примере фильма «Бриллиантовая рука». Какие-то детали фильма, отдельные эпизодики возможно могут позабыться с течением времени, но некоторые перлы этой замечательной картины навсегда останутся и думаю будут передаваться из поколения в поколения, тем самым подтверждая тезис о не умирающей классике!

    Ситуации, в которые попадают главные героини картины, особенно Семён Семёныч Горбунков свидетельствуют только о том, что в нашей жизни возможно всё. Это кино о вне времени и вне пространства. Это и безграничный юмор и сатира на нашу жизнь и на нас самих. Это кино русское и вряд ли его поймёт иностранный человек. Впервые в истории советского кино был сделан шаг в открытую поговорить со зрителем, поговорить так, что у некоторых возможна отвисла челюсть глядя на полуобнажённую героиню Светланы Светличной. Это вам не стряпуха из одноимённого фильма. Это женщина, которой многое по плечу. Многое, но не всё, о чём свидетельствует герой Юрия Никулина.

    Секрет успеха картины и в контрасте главных действующих лиц. Робкий и застенчивый Горбунков и в противовес ему уверенный в себе и обаятельный Геша. Геша знает жизнь не поныслышке, но вот преуспеть ему почему-то не удаётся. И как бы не бился герой Андрея Миронова, пытаясь сохранить в своих шкурных целях руку гражданина Горбункова, всё равно он потерпит фиаско. Но разве глядя на Гешу вы испытываете отрицательные эмоции? Думаю вряд ли. Не говоря уже о светлом простом человечке Горбункове, который оказавшись за пределами Родины не думает о том, чтобы пойти налево. Более того, он в этих вопросах вообще не сведущ. Видит женщину, которая что-то лопочет, упоминая цигель и хочет ей помочь. На что Геша однозначно даёт понять жрице любви, что они русские туристы с моральным обликом.

    -Геша! Она что-то хочет, может ей помочь?
    -Что она хочет Сеня, я тебе потом скажу. Руссо туристо, облико морале!

    И конечно кино получилось сверх музыкальным. Музыкой, этой фанатастической музыкой, пропитана каждая клеточка этого фильма. И в этом тоже кроется залог успеха картины Гайдая. Если всё-таки есть такие, кто не посмотрел это удивительное кино, то я советую не откладывая дело в долгий ящик накинуться на него, потому что оно замечательное!!!

    10 из 10

    18 июля 2014 | 09:18

    Нет для кинорежиссера жанра труднее и нервотрёпнее комедии. Естественный спуск с олимпийских высот к легкости, непритязательности, общедоступности, требуемой формой, да еще чтобы при этом от истины ходячей всем стало больно и светло (вне зависимости от уровня образования и социальной принадлежности) — это самый жесткий тест на профпригодность, который под силу лишь истинному таланту, не нуждающемуся в зауми и тумане для вуалирования своей возможной несостоятельности. Таланту народному, поскольку в горних (а потому разреженных) интеллектуальных сферах юмору уже не живется, там остаются разве что фиги в карманах.

    Здоровое же бугага от века объединяло и скрепляло массы куда эффективнее любых политических изысков, особенно в России, где фразы и ситуации от Гайдая, Рязанова и Данелии давно стали важнейшей компонентой национального культурного кода, приобрели почти сакральное значение отделения своих от чужих, агнцев от козлищ по принципу приобщенности или неведения. Из чего как бы следует, что вышеуказанные авторы со своей задачей комедиографов справились и испытание выдержали с честью. Причем не стоит забывать, что чистым, без подмеса комедиографом из них был один Гайдай. Ему одному удавалось работать одними комедийными средствами, без помощи лирики, грусти и ностальгии с одной стороны и злого сарказма на уровне стеба с другой. В национальном кино он один последовательно продолжал традиции балаганной, цирковой почти, а потому уходящей корнями в глубокую древность эксцентрики, более того — вдохнул в них новую жизнь, гениально вписал их в современность.

    «Бриллиантовая рука» в этом смысле кажется мне лучшим из его фильмов, единственным его безусловным шедевром (затмевая даже «Ивана Васильевича», вариации на тему российской государственности которого все-таки самую капельку топорны). В этой картине Гайдай как-то интуитивно нащупал самого удивительного своего героя, одновременно смешного и умилительно трогательного, чистого, как слеза октябренка и положительного до слез, до тревоги за него. Разумеется, идея Гайдая восходит к восприятию клоуна публикой двадцатого века — как существа комичного и грустного, конечно, здесь чувствуется влияние смешных и жалких персонажей великого Чарли Чаплина, но все равно, Семен Семеныч Горбунков, блистательно сыгранный выдающимся клоуном и большим драматическим актером Юрием Никулиным — герой совершенно оригинальный в киноискусстве, хотя и легко узнаваемый. Наивный, неловкий, незадачливый, но поразительно твердый в главном, Семен Семеныч как-то так точно, без прикрас, но любовно воплощает Светлый Образ Советского Человека, что сейчас, по прошествии лет, уже и смеха на него не остается, одно горькое сознание потери…

    Под стать ему и почтенная супруга, Нина Гребешкова. Показательно, что после демонстрации «Бриллиантовой руки» на зарубежных фестивалях, зрители и критики единодушно восхищались «блондинкой из фильма», под которой понималась вовсе не сексапильная Светличная (подобных краль и у них было достаточно), а именно Гребешкова — жена, мать, опора, во все времена стопроцентно надежный фундамент. Разговор супругов в постели после возвращения мужа «оттуда», их телепатическое почти взаимопонимание — это, благодаря гению актеров, вообще одна из вершин комедии в кино, высота, на которую поднимался разве что Пьетро Джерми, да и тот лишь местами.

    На фоне этого несокрушимого бастиона порядочности злодеи, пусть и в подаче великих Миронова и Папанова, выглядят изначально бледно и беззубо — а также понарошку, опереточно, если быть точнее, что не могло бы не придать всей истории некоторую надуманность, не уравновесь ее сатирический и совершенно жизненный персонаж Мордюковой — душителя и разрушителя частной жизни жильцов вверенного ей в управление дома. Швондер, ох Швондер в ней бархатно и роскошно расцветает в последний художественный раз. В то время как целый цветник новых образов колосится у Гайдая впервые (и с большим отрывом впервые).

    Отойдут в прошлое алчно любопытные управдомы, но останутся, разовьются, разбредутся по кино и по мощеным европейским улицам «руссо туристо», не отягченные более облико морале, дамы, не виноватые, потому как «он сам пришел», амбалы в наколках в стиле «папаша, огоньку не найдется», амбалы в пиджаках в стиле «будете у нас на Колыме», шефы, кующие деньги, не отходя от кассы, — ну и несчастные люди-дикари, на лицо ужасные, добрые внутри. Будем надеяться только, что не перевелись еще и Семены Семенычи Горбунковы — где-нибудь в жизни, и что когда-нибудь и они вернутся в кино, почему-то совсем переставшее ими интересоваться…

    24 ноября 2010 | 21:59

    В нашем веке все погрязло в лживом пафосе. Кинематограф — не исключение. Банальный, унитазно-сартирный, либо пошлый юмор — вот к чему мы сегодня привыкли. Я уж не говорю об интересном сюжете и талантливых актёрах. У нас это почти такое же редкое явление, как смена Путина на посту президента.

    Сюжет «Бриллиантовой руки» интересен, не смотря на свою простоту, а сколько в нем морали! Весь фильм пропитан истинными духовными ценностями. Семён Семёныч — образец верного, храброго мужа, ведущего здоровый образ жизни. Стоит ему напиться, как его жизнь летит ко всем чертям (анти реклама алкоголя). Его жена — преданная женщина, которая верит своему мужу и готова его поддержать в самую трудную минуту. В каком современном фильме вы видели героиню, готовую отказаться от шубы, лишь бы только любимый муж на пару денёчков съездил отдохнуть?

    Особое восхищение вызывают диалоги героев. Большинство реплик из фильмов Гайдая знает даже маленький ребёнок. Цитировать их можно до бесконечности.

    Фильма на все времена, который всегда поднимет вам настроение.

    10 из 10

    21 января 2013 | 01:37

    Потрясающая эксцентрическая комедия, с великолепным юмором, увлекательным сюжетом и гениальными актерами! Смтотря подобные фильмы, очень хорошо понимаешь, насколько примитивные комедии сегодня снимают. Особенно американцы и европейцы. Здесь всё в тон, всё к месту! Юмор не опускается ниже пояса (даже в эпизоде с проституткой и сцене стриптиза), а актеры задают такой темп, что хочеться аплодировать стоя! Чего только стоит момент, когда герой Миронова произносит незабываемую фразу: «Я должен, сперва, принять ванну… выпить чашечку кофе..» А крылатые фразы Папанова!

    Это один из тех фильмов, где комедия поднимается до уровня искусства! Легко, изящно, изобритательно!

    10 из 10!

    9 мая 2007 | 00:32

    Классика Советского кинематографа. Этот фильм смотрели наши родители, смотрели мы, надеюсь будут смотреть и наши дети. «Бриллиантовая рука» это ни на секунду непрекращающийся блестящий, тонкий, искрометный юмор. Фильм просто напичкан крылатыми фразами, которые прочно и на долгие годы вошли в нашу речь.

    Образы созданные Папановым, Мироновым, Мордюковой просто великолепны, к большому сожалению так у нас больше не играют. Светлана Светличная стала после этого фильма главным и пожалуй единственным секс-символом советского кино, что между прочим сродни подвигу.

    Юрий Никулин настоящий гений. Таких комедийных актеров ни только в истории нашего, но и в истории мирового кинематографа раз два и обчелся. Пожалуй именно в этой роли он показал все грани своего комедийного таланта. При этом в картине «Когда деревья были большими» он доказал, что он не только блистательный комик, но и очень серьезный драматический актер, а его «Песенку про зайцев «в я уверен мы будем слушать еще много много лет.

    Большое спасибо Леониду Гайдаю и всем приложившим руку к созданию этого фильма людям, за то, что несмотря на жесткую цензуру им удалось создать эту бессмертную картину.

    23 марта 2008 | 02:36

    Комедия режиссёра Леонида Гайдая Бриллиантовая рука- одна из лучших кинолент советского кино. Нетленное творение вышло на экраны советских кинотеатров в 1968 гоу и сразу завоевало любовь зрителей, которые разобрав на цитаты. Чемпионкой здесь, конечно, является, управдом Плющ, которую сыграла Нонна Мордюкова: Наши люди в булочную на такси не ездят, Управдом — друг человека и многие другие. Нонна Вмкторовна была гениальной актрисой, она сыграла роли во многих фильмах, но в комедиях после Бриллиантовой руки она не снималась, а жаль, ведь в фильме Гайдая она сыграла очень хорошо. Гениально сыграли свои роли Анатолий Папанов и Андрей Миронов. Работая много лет вместе в Театре Сатиры, они успели сдружиться, может быть поэтому их роли симпатичных контрабандистов были такими убедительными, ведь совместный труд всегда сближает. И, конечно, самая яркая роль в этом фильме у Юрия Никулина. Его герой такой милый, что даже сложно найти скелет в его шкафу. Он очень боится за своих родных. Небольшой пример. Когда Семён Семёнович Горбунков видит, что его жена сидит, а на полу лежит найденный ею пистолет, у него появляются нехорошее предчувствие, однако, когда при ближайшем рассмотрении выясняется, что это не так, успокаивается. И когда жена ушла с детьми после того, как увидела его в обществе прекрасной блондинки, которую сыграла Светлана Светличная, ему было очень стыдно за своё поведение. Фильм, несмотря на то, что снят давно, смотрится так, что только вчера прошла премьера. Он актуален во все времена, особенно в наше время. Раньше о контрабанде мы узнавали из зарубежной хроники, т. к. советские граждане контрабандой не промышляли, а теперь, в основном, за контрабанду ловят граждан бывшего СССР. Он очень милый, добрый и смотрится легко. можно смотреть много раз и смеяться до слёз, и никогда об этом не жалея.

    26 января 2011 | 13:59

    В советском кинематографе имеется очень ценное учебное пособие для начинающих режиссеров и будущих мэтров комедий. Учебник под названием «Бриллиантовая рука». Над ним работали великие советские актеры: гениальный выдумщик и мастер перевоплощения Андрей Миронов, безукоризненный и грустный, всеми любимый Анатолий Папанов, нелепый и безумно родной наш Юрий Никулин… Их больше нет, как нет и главного автора этого ценного учебника Леонида Гайдая… Они пришли к нам громко, крича те самые незабываемые слова, которые произносишь чуть ли ни каждый день… Их яркие киноработы врезаются в голову навсегда, по ним сравниваешь остальной мир кино…

    «Бриллиантовая рука»… при произношении этих слов возникают самые добрые чувства, после которых весь фильм проносится перед глазами как детское новогоднее стихотворение, которое помнишь наизусть. Гайдай волшебник, гений всего режиссерского сообщества! Его приключения Сени Горбункова свели с ума большую часть посмотревших этот фильм. А контрабандистам после выхода советской комедии придется придумывать новые способы доставки драгоценностей.

    Именно наши современные режиссеры должны понять и прочувствовать весь процесс творения Гайдая. А не штамповать бездарные и безвкусные комедии. И снова постараться сотворить такое же качественное кино, попробовав подарить нам те самые утерянные временем настоящие эмоции.

    16 апреля 2009 | 13:56

    Воистину народное кино! Кино, которое смотрели, смотрят и будут смотреть. Комедия, которая не надоедает никогда. Я это прекрасно осознаю: когда фильм «Бриллиантов рука» показывается, по ТВ практически все мои знакомые смотрят его (наверно уже в сотый раз), хотя знают уже весь фильм наизусть

    Каждая фраза в фильме стала крылатой. А это о многом говорит. Про игру актёров комментарии излишни. Просто гениально!

    Комедия — шедевр. Аплодирую стоя.

    9 из 10

    14 августа 2010 | 12:33

    На такие фильмы рецензии не пишутся, такие фильмы передаются из уст в уста, формируя желание сходить на него в кино. А как иначе, когда нет ни «КиноПоиска», ни интернета, ни компьютера? Фильмы можно смотреть лишь в кино или по телевизору. Поэтому мнения других людей формировали твое собственное, в то время нельзя было плохо снимать: за это наказывали и вообще было очень стыдно.

    Фильм «Бриллиантовая рука» является одним из наиболее известных и любимых нами фильмов отечественного кинематографа с замечательным набором известнейших актеров, выкладывающихся на все 100%. Все элементы отличного кино охвачены: блистательные актеры, достопримечательности, музыка, продуманный и интересный сюжет, передана эпоха советского пространства — словом, великолепная работа, в которой везде соблюдена гармония: все прекрасно сделано, подогнано к другому элементу и композиция в целом выглядит ладно.

    Всем тем, кто хочет снимать художественные фильмы на «русскую» тематику, о великом русском народе, стоит внимательно пересмотреть классику отечественного кинематографа, так как они являются эталонами народного кино, прекрасно передавая как эпоху того времени, так и царящее тогда настроения и нравы. Одним из важнейших показателей «народности» кино можно считать разбор фильма на фразы, ставшие впоследствии «крылатыми». «Крылатыми» фразами становятся лишь те, которые действительно близки нам по духу и соответствуют окружающей нас обстановке и времени. «Шеф, все пропало!», «Никакой самодеятельности!», «Чтоб ты жил на одну зарплату!» и многие другие. Все эти фразы используются нами и по сей день, уже выросло следующее поколение, скачивающее «Бриллиантовую руку» из интернета, но и им также нравится это кино, эпоху которого они лишь слегка застали, они пересматривают его на праздники, в кругу семьи. Вот что такое культовое, народное, отечественное кино! И я, родившийся спустя 30 лет после выхода «Бриллиантовой руки», отдаю ему дань уважения.

    4 января 2014 | 18:30

    Мне как человеку современного поколения, смотрящему в большинстве своем современные киноленты, достаточно непросто объективно оценивать советские фильмы, подобные «Бриллиантовой руке». Не хочется тут распинаться о всеобщем признании этой великолепной картины, о том, какой вклад она внесла в историю кинематографа, сколько крылатых выражений подарила миру, ибо это итак всем известно. Постараюсь сконцентрироваться именно на субъективных впечатлениях зрителя 21 века, впервые посмотревшего сей кинопродукт.

    Первое, что сразу бросается в глаза — это простая и забавная заставка, в которой отображается название фильма и имена актеров, как будто сделанная за пять минут с помощью редактора Power Point. Ах, это приятная музыка, такая озорная и воздушная, как бабочка, порхающая вокруг тебя, эти методично сменяющие друг друга титры без лишних визуальных эффектов — сегодня, в мире прогрессирующих технологий и инноваций, все это смотрится так умилительно, настраивая зрителя на стопроцентный юмор и позитив. На протяжении всего хронометража происходящее на экране будут сопровождать заряжающие хорошим настроением музыкальные композиции, от парадно-строевых до ритмичных сумасбродных мелодий, а также зажигательные песни, добавляющие ленте оптимистического настроя.

    Невозможно пройти мимо актерской игры, ибо настолько необычные и жизнерадостные эмоции она вызывает, и, кроме того, выступает основным и несомненным достоинством произведения. Главный герой этой комичной истории — Семен Горбунков — примерный семьянин, застенчивый и слегка инфантильный служащий, которому судьба подбрасывает неожиданный шанс испытать себя и свои возможности, сделать благое дело обществу, посодействовав раскрытию преступления. Получился так называемый «чистый» образ абсолютно правильного и безгреховного человека, соблюдающего все общественные нормы. Как по-настоящему искренне и робко ему удается удивляться тому, что с ним происходит, подозревать каждого, кто попадается на пути, задавать абсурдные вопросы о том, что как бы итак ясно и понятно. Персонаж Никулина не стесняется самого себя, не раздумывает о том, что делает, не пытается изобразить того, кем он не является: он такой, какой есть, и этим своим непритворством и душевной простотой приковывает к себе внимание, вызывает симпатию, делясь через экран частичкой подлинной добродушной энергии.

    Теперь от положительной стороны перейдем к отрицательно-юмористической, пытающейся «завладеть» драгоценной рукой. Собственно говоря, нарушители закона чисто символически предстают плохими ребятами, нагнетая своими безутешными попытками закончить проваленную операцию смеху ничуть не меньше, чем все остальные действующие лица. Два вроде бы абсолютно не сочетаемых друг с другом как по темпераменту, так и по внешнему виду злоумышленника. Тем не менее, они органично смотрятся в качестве эксцентричной угарной парочки аферистов. Геннадий Петрович — скользкий, взбалмошный тип, трепетно относящийся к своей внешности, напоминающий змея-искусителя, который пытается любыми способами обмануть свою жертву, залезть «под кожу» и хитростью добыть то, что ему нужно. Его соратник — Лелик — полная противоположность. Грубоватый и неопрятный увалень, в прямолинейной и жесткой форме высказывающий все, о чем он думает, и неизмеримо пробивающий на хохот своим суровым голосом и корчащими рожицами.

    Из второстепенных персонажей не терпится выделить мисс «Управдом», которой можно смело дать звание главной «жгуньи» здешнего балагана в самом позитивном смысле этого выражения. Напыщенная придирчивая мадмуазель разбрасывается ехидными фразочками при любом появлении на экране так, что хочется нажать на стоп, промотать обратно и еще раз насладиться этими незабываемыми кадрами. Что-либо комментировать тут даже не хочется, это просто надо видеть и слышать, захлебываясь от хихиканья!

    Мимика персонажей порой отдает излишней театрализованностью и вычурной карикатурностью, которая, правда, нисколько не раздражает. Местами истеричные выходки Андрея Миронова, язвительные шуточки Нонны Мордюковой или чрезмерно выраженная неуклюжесть Юрия Никулина вызывают недоумение и улыбку одновременно. Скорее всего, это не является недостатком, поскольку особенности такого наигранного поведения были присущи многим советским комедиям, и в этом есть своя изюминка. Также иногда сбивал с толку бешеный темп происходящих событий, и в некоторых моментах «сверхскорость» героев создавала ощущения некоего переутомления от столь быстрых жестикуляций. В целом, подобному остросюжетному фильму это, наверное, в плюс, но в финале сюжет настолько быстро проносится перед глазами, что не успеваешь до конца разобрать, а что сейчас вообще произошло, и как это так вдруг все развернулось?!

    Итог. Легкая, незатейливая и задорная советская комедия, каждая минута которой пропитана неимитируемым позитивом, душевностью и отменным «вкусным» юмором. В картине посредством используемой сатиры превосходно изображается общество советского периода с его гибкими и жесткими правилами и устоями, которым должны неукоснительно следовать все граждане. Здесь нет ни единого намека на злобу или ненависть, поскольку это настолько искреннее и доброе кино, приносящее самые радостные и теплые эмоции от просмотра, демонстрирующее, на какие отважные поступки может быть способен с виду неуверенный и застенчивый человек.

    9 из 10

    21 марта 2012 | 18:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 2999 руб.
    DVD, 289 руб.
    Blu-Ray, 543 руб.
    саундтрек, 190 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    8-9 августа
    07.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-9 августа
    Материал «Бриллиантовой руки» Гайдая вызывал тревогу у Рязанова. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Форсаж 7Furious Seven29 156 595
    2.Толстяк против всехPaul Blart: Mall Cop 223 762 435
    3.Убрать из друзейCybernatural15 845 115
    4.ДомHome10 608 947
    5.Дальняя дорогаThe Longest Ride7 020 782
    17.04 — 19.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious Seven364 432 041
    2.Битва за Севастополь35 029 035
    3.Территория34 042 448
    4.Ночной беглецRun All Night31 733 465
    5.ДомHome17 892 263
    16.04 — 19.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 6651 581 367
    Деньги574 644 892 руб.468 526 394
    Цена билета271,36 руб.10,65
    16.04 — 19.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    100.Общество мертвых поэтовDead Poets Society8.261
    101.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись8.261
    102.Меня зовут КханMy Name Is Khan8.260
    103.Баллада о солдате8.258
    104.Адвокат дьяволаThe Devil's Advocate8.257
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.20%
    42.Ключи от улицыThe Keys to the Street91.91%
    43.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road91.75%
    44.ФлэшThe Flash91.72%
    45.Три девяткиTriple 991.69%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Париж: Город мёртвыхAs Above, So Below45
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey522
    КристинаChristine44
    Настоящий детективTrue Detective198
    Я – зомбиiZombie5
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious Seven7.373
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.944
    Территория7.473
    Ночной беглецRun All Night6.647
    Битва за Севастополь7.841
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    А зори здесь тихие...30.04
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Земля будущегоTomorrowland21.05
    ТрейсерыTracers21.05
    Однажды21.05
    премьеры