всё о любом фильме:

Борис Годунов

год
страна
слоган-
режиссерСергей Бондарчук
сценарийСергей Бондарчук, Александр Пушкин
директор фильма-
операторВадим Юсов
композиторВячеслав Овчинников
художникВладимир Аронин, Лидия Нови, Илья Амурский
монтажЛюдмила Свириденко
жанр драма, история, ... слова
зрители
СССР  4.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время148 мин. / 02:28
Номинации:
По одноименной пьесе А. С. Пушкина. Действие происходит в конце XVI века, накануне «смутного времени». Главное действующее лицо этой исторической трагедии — русский царь Борис Годунов, взошедший на престол вслед за Иваном Грозным после трагических событий: смерти старшего сына Грозного Федора и гибели юного царевича Димитрия.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 17 постов в Блогосфере>


    В 1825 году А. С. Пушкин заканчивает трагедию «Борис Годунов». Трагедию новую, небывалую, удивительную. Один из поводов для удивления таков: это невозможно воплотить на сцене. Как осуществить хотя бы такую ремарку: «Скачут. Полки переходят через границу»?

    Что ж, теперь есть вид искусства, способный вместить в себя и кремлёвские палаты, и келью Чудова монастыря, и битву близ Новгорода-Северского, и безмолвствующий народ. Это кино.

    Первую экранизацию сделали аж в 1907 году. Лежавший колодой в тени Гришка Отрепьев неожиданно вскакивал, а Пимен его успокаивал, тряся веником накладной бороды.

    Прошло без малого 80 лет. В начале перестройки новую версию снял мэтр Сергей Бондарчук. И этот фильм повергает в шок с самых первых сцен.

    Столько воды уже утекло, а всё осталось таким же, как в эпоху немого синематографа: тот же средний план, те же ненатуральные парики и то же отсутствие пушкинской атмосферы.

    Но — обо всём по порядку.

    С какими мыслями Сергей Фёдорович брался за эту работу? Ведь пушкинская трагедия — это не какое-нибудь условное «Ватерлоо». Это настоящая драматургия, которая требует осмысления. Что надо показать? Нарастание слухов (о Самозванце сначала разговаривает лишь несколько человек, а в конце его имя на устах у всей толпы)? Поединок Бориса с судьбой? Извечную тему «Россия — Запад»? У Пушкина есть и то, и другое, и третье и ещё много мотивов, которые можно так или иначе воплотить в кино.

    На экране же шевелятся какие-то невыразительные лица, камера по-телевизионному наезжает на кресты и купола… К чему всё это? Зачем всё это? Нет ответа, нет напряжения, нет искры — идёт унылый и довольно топорный пересказ Пушкина. Единственный мотив, который Бондарчук муссирует с особой назойливостью — это мотив преступной власти. Его режиссёр решает не по-пушкински, а по-перестроечному, политикански. В результате во второй серии возникает сцена массовых репрессий, многофигурных колесований и пыток. Фокус в том, что такого не было ни в реальности (вообще-то пытают по одному, а не толпами), ни у Пушкина. «Тебя постигнет злая казнь: Такая казнь, что царь Иван Васильич От ужаса во гробе содрогнется», — говорит Годунов, но угрозы своей он не исполняет. Более того, когда Самозванец спрашивает у пленного, как идут дела в Москве, тот отвечает: «Всё, слава Богу, тихо». Но разве у Бондарчука бывает тихо? Кульминацией темы ужасов сталинизма становится сцена на Лобном месте, где на площадь въезжает телега, гружённая окровавленными политзаключёнными. Ну и финальный намёк — после показа безмолвствуюшего народа на глазах изумлённой публики падает колокол. На что намекает режиссёр-оскароносец, догадайтесь сами.

    Внешне фильм блёкл. Снято невыразительно, будто это не экранизация шедевра, а репортаж для новостей. Работа художника вгоняет в ещё большую тоску. Иностранцы, приезжавшие в Московию, диву давались, насколько роскоши царского двора. У Бондарчука же все ходят в каких-то грязных халатах и уродливых шапках. Даже сам царь щеголяет в сиротских одеждах. Иногда, правда, на нём появляется парадный костюм, но и он какой-то странный (бармы застёгиваются не сзади, а спереди). Царевич Феодор шмотками обделён вообще, и весь фильм одет в пижаму. Некоторые моменты просто удивляют: в смету почему-то уложился огромный торт в виде Кремля (его появление крайне сомнительно, ибо торты стали печь в самом удачном случае спустя век), зато совершенно не обеспечен фонтан, возле которого происходит объяснение Марины и Отрепьева. Вся сцена разворачивается на фоне грязного, заросшего тиной пруда.

    Хотя такая обстановка лучше всего подходит для такой актёрской игры. Лжедимитрий, к примеру, напрочь лишён обаяния и вообще каких-либо эмоций. Энергичный у Пушкина персонаж здесь превращён в чурку с глазами, периодически открывающую рот и бубнящую монологи на камеру. Столь же печальна актёрская игра всей труппы. Кстати, о кастинге. При таком богатстве персонажей, где есть, что играть, даже в ролях второго плана, актёрский состав «Годунова» поражает своей блёклостью. Ставка сделана на клан Бондарчуков — тут они засветились в полном составе, включая Скобцеву (хозяйка корчмы) и будущего создателя «Обитаемого острова» (решительно заваленная роль царевича). Остальные исполнители подобраны от лукавого: и уже упомянутый невыразительный А. Соловьёв (Самозванец), и А. Ромашин (Шуйский), и Р. Филиппов (патриарх), который является обладателем не только мощного голоса, но и целого шлейфа комических ролей («Будете у нас на Колыме…»).

    А как быть с внутренним миром персонажей? Четвёртую серию «Войны и мира» украсило изображение метафизических снов героев. Что-то подобное Бондарчук делает и здесь — конечно, это «мальчики кровавые в глазах». Но… Товарищи, красть грешно. Видения Бориса подчистую слизаны с «Сияния» Стэнли Кубрика (только там возникали две девочки, а тут — один мальчик). Понятно, в СССР этот фильм не показывали, и плагиата никто не приметил — но разве самому мэтру не стыдно воровать? К тому же то, что так органично смотрелось в экранизации Стивена Кинга, в «Борисе Годунове» выглядит грубо и неуместно.

    Самый же огорчительный сюрприз этого фильма — батальные сцены, непревзойдённым мастером которых Бондарчук слыл всегда. В «Годунове» мы видим лишь невнятную беготню. Кто кого бьёт, догадаться трудно. Дело усугубляется тем, что по полю брани постоянно носятся взад-вперёд совершенно безоружные люди. Кто это такие, опять-таки неясно. Так и выходит сумбур вместо музыки, и внятен оказывается лишь финал всех битв: пара-тройка статистов, лежащих в нарочито окровавленном снегу. Сами баталии стали худосочнее (со времён «Войны и мира» массовки явно поубавилось), зато выросло количество исторических ляпов (начать с того, что ни одна битва древности не проходила в метель и вечером, как это показывает Бондарчук).

    Если «Война и мир» — шедевр, «Ватерлоо» — самоповтор, «Красные колокола» — неудача, то «Борис Годунов» — фильм откровенно плохой. Экранизация уникальной трагедии внешне ничем не отличается от «Демидовых», «России молодой», «Ярослава Мудрого» и прочих унылых псевдоисторических постановок 1980-х годов. Разве что элемент триллера… Так и тот украден.

    Немного истории. В год выхода этого фильма произошло тотальное крушение позиций Бондарчука, его с позором прогнали из руководства Союза кинематографистов, а статью, посвящённую этому событию, назвали «Дохлый лев». Самое печальное, что, как ни прискорбна эта ситуация, фильмы позднего Бондарчука не могли, не могут и не смогут защитить своего создателя в глазах зрителей. В том числе, этот фильм.

    1 из 10

    14 июня 2010 | 15:19

    После того как Сергей Бондарчук снял дилогию Красные колокола, он понял что фильм вышел несколько неудачно (ещё бы первый фильм о Мексиканской революции был не так пафосным, как второй фильм про Октябрьскую революцию, из-за чего дилогия выглядела хуже на фоне предыдущих робот Бондарчука)! И стал тогда Сергей Федорович думать, что же делать! И решил он взяться за пьесу А. С. Пушкина «Борис Годунов»! И он не прогадал!

    Экранизация получилась сильной! Восхитительная работа оператора, сценариста и режиссера! Восхитительная актерская игра, особенно это касается самого Сергея Федоровича, который играл самого Годунова! Как хорошо показаны страдания Годунова и России, которую обманул Гришка Отребьев (Лжедмитрий 1)! А когда ты видишь, торт виде московского Кремля на балу у польских вельмож, то ты понимаешь чего хотят поляки от Гришки! А концовка (колокол падает и разбивается) предсказывает не только судьбу России после смерти детей Годунова, но и предсказывает, что станет с С. С. С. Р. через 5 лет! Баталии не так эпичны как обычно, но лучше чем в Красных колоколах и в его сериале Тихий Дон!

    А само произведение из-за этой экранизации можно назвать русский « Королем Лирам»! А Пушкина русским Шекспиром!

    Одним словом, этот фильм смело можно называть великим! И его можно ставить в один ряд с такими картинами как Судьба человека, Война и мир, Они сражались за родину и мало кому известные фильмы Степь и Ватерлоо (хоть последний не такой эпичный как Война и мир, но все же достойная картина)!

    Эх, жалко, что Борис Годунов не последняя картина Сергея Бондарчука! Ибо заканчивать свою карьеру режиссера самой слабой работой (я про его Тихий Дон) грех! Но всё же Борисом Годуновым он доказал, что у него есть порох в пороховницах!

    P.S. Этот фильм стал благословением Сергея Фёдоровича для своего сына от треть его брака Федора на служение в киноискусстве!

    24 августа 2013 | 20:16

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    аудиокнига, 188 руб.
    аудиокнига, 207 руб.
    подробнее

    Новости


    Великий русский оператор, снимавший фильмы Тарковского, Бондарчука и Данелии, Вадим Юсов ушел из жизни в возрасте 84 лет. В его послужном списке ленты «Я шагаю по Москве», «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Они сражались за Родину», «Подстрочник». (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    3-5 декабря
    02.12.2012

    Хроника событий отечественного кинематографа: 3-5 декабря

    Освободить от обложения промысловым и подоходным налогом предприятия по съёмке и обработке кинофильмов. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.Унесенные ветромGone with the Wind8.317
    86.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.317
    87.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast8.314
    88.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.306
    89.АмадейAmadeus8.306
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Лондонские поляLondon Fields90.86%
    52.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.58%
    53.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road90.16%
    54.ИнсургентInsurgent90.08%
    55.Безымянный проект Кэмерона КроуUntitled Cameron Crowe Project89.90%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Класс коррекции10
    Город героевBig Hero 612
    ЯростьFury5
    Горько! 228
    Звездная картаMaps to the Stars4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.386
    Город героевBig Hero 68.426
    ЯростьFury7.547
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    СеренаSerena6.672
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры