всё о любом фильме:

Королевский роман

En kongelig affære
год
страна
слоган«They changed a nation forever»
режиссерНиколай Арсель
сценарийРасмус Хейстерберг, Николай Арсель, Бодиль Стинсен-Лет
продюсерМета Луиза Фольдагер, Сиссе Граум Олсен, Луиза Вест, ...
операторРасмус Видебак
композиторСирилль Офорт, Габриэль Яред
художникНильс Сейер, Мартин Курель, Манон Расмуссен
монтажКаспер Лейк, Миккел И.Г. Нилсен
жанр драма, мелодрама, история, ... слова
сборы в США
сборы в мире
зрители
Дания  528.4 тыс.,    Франция  245.9 тыс.,    Испания  60 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
Действие картины происходит в начале 1770-х годов в Дании. Датский король Кристиан VII, страдающий серьезным психическим заболеванием, предпочитает проводить время в притонах Копенгагена, вызывая тем самым ненависть юной королевы Каролины Матильды.

Вскоре в свите короля появляется молодой германский доктор Иоганн Фридрих Струэнзе, сумевший благотворно повлиять на Кристиана VII и, завоевав его доверие, получить ряд государственных постов. Струэнзе сближается и с Каролиной Матильдой. Но королева-мать Юлиана Мария не может смириться с таким положением дел…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.60 (23 761)
ожидание: 94% (466)
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
89 + 11 = 100
7.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 242 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Хорошая демонстрация того, как печально могут закончиться максималистские филантропические проекты в большой политике. Люди никогда не ценят незаслуженных даров, особенно когда считают их подачками зажравшихся вельмож. В добавок — демократия подразумевает свободу граждан, а обратная сторона свободы — ответственность. Видимо большинство граждан не готово к такой ответственности, особенно когда им «дарят» её не спросив, а надо ли.

    18 марта 2013 | 15:17

    В восемнадцатом веке, на родине сказочника Андерсена жили-были не совсем стабильный датский король (Фёльсгаард), его вновь прибывшая по культурному обмену из Англии супруга (Викандер) и карманный врач (Миккельсен), навязанный двором. Титульный роман не заставил себя ждать, а за ним и последствия. Начавшее было просвещаться прогнившее королевство вот-вот сделает два шага назад, и очень многое зависит от решений трех главных героев этой истории. Красивой истории с оптимистическим, но подернутым чувством щемящей печали концом.

    Фон Триер, Билле, Рефн и многие другие не дадут соврать: в Данни есть кино. Европейское, хорошее, лишенное каких-то отталкивающих национальных признаков, понятное любому. Спокойный ритм повествования «Королевского романа» обволакивает, к специфичному языку быстро привыкаешь, и вот мы уже там, при дворе датского короля, наблюдаем за развитием событий, держим кулачки за становящихся совсем уж неприлично близкими персонажами.

    Абзацу про героев/актеров, несомненно, быть. Закадром повествует юная королева с не совсем красивым по причине носа в стиле братьев Кличко лицом, но мягким характером и вызывающей сочувствие судьбой. Черт дернул родителей отдать Каролину Матильду в датские королевы: в стране едва ли не каменный век, муж — фрик редкостный, короче, бесперспективняк. Но появляется на горизонте Миккельсен-Струэнзе, на 146% положительный персонаж, даром, что исполненный Ганнибалом и Ле Шиффром в одном лице. Мадс очарует тут даже самого закоренелого гетеросексуала, а про зрительниц можно ничего и не говорить — массовые обмороки обожания гарантированы. Третьим углом выступает страдающим психическим недугом король, и герой Фёльсгаарда получился очень трагическим. Поначалу мерзкий и отталкивающий он перевоплощается в рубаху-парня, а под конец его, как это ни парадоксально, жалко больше всех. Марионетки, они такие.

    Нельзя не отметить умиротворяющую красоту постановки режиссера Арселя. Времена темные, но немногочисленная чернуха смотрится органично, откровенные эротические эпизоды выглядят эстетично. Также в сценах плача и страданий двукратно был замечен прием «высокохудожественной сопли», которая появлялась из носов изображающих отчаяние актеров. И даже этот «спецэффект» выглядел натурально. Как и вся история в целом. Да, она, если начистоту, немного сопливая, по-голливудски нажимающая на нужные кнопочки, но в отличие от подобных экранизаций тире костюмированных драм, родом из США, имеющая куда больше души и грации.

    Финал картины закономерен и не рвет шаблонов, но прекраснее всего самый последний аккорд. Было ли все так, как в титрах, или нет, — уже не столь и важно. Нас очень часто обманывают в кино, чтобы добиться дополнительного эффекта, увеличить число катарсисов на зрительский кубометр, но это ложь во благо, и даже не хочется рыть землю в поисках истинной правды, чтобы обвинить создателей в манипулировании или, наоборот, усилить свое положительное впечатление от просмотра. Поверим, что все так и было на самом деле. Все было не зря.

    15 января 2014 | 16:00

    Датчанин Николай Арсел, набив руку на конструировании политических интриг в своем дебютном фильме «Игры королей» (2004), спустя восемь лет вновь вернулся к излюбленной теме, чтобы уже уверенной рукой интерпретировать исторические реалии второй половины XVIII века. Заполучив солидный бюджет, техническую и творческую поддержку от шведов и чехов, он изобразил времена бурных социальных преобразований в Дании как сюжет об амурных похождениях королевы, которая положила глаз на продвинутого и любвеобильного немецкого врача… Впрочем, обо всем по порядку.

    1766-й год. В то время как в прогрессивной Европе Просвещение почти повсеместно раскрепощало дух и нравы, в консервативном датском королевстве всё ещё продолжали хлебать щи лаптем. В это самое время дочь принца Уэльского, 15-летняя Каролина Матильда, становится супругой своего кузена — эксцентричного датского монарха Кристиана VII. И поскольку король, страдающий психическим расстройством, сильно смахивающим на шизофрению, особенно не жалует юную королеву как жену, она в 18 лет делает своим фаворитом главного придворного доктора — Иоганна Фридриха Струэнзе.

    Длящийся почти два с половиной часа «Королевский роман» — это два с половиной года как никогда бурной на события датской истории. Именно тогда немец Струэнзе сделал головокружительную карьеру и оказался самым влиятельным лицом в королевстве, став также одним из самых неутомимых и плодовитых реформаторов всех времен. Он за короткий срок наметил и отчасти реализовал 600 законодательных актов, ухитряясь почти ежедневно учреждать какой-то новый указ.

    В большинстве своем его реформы опережали время и были слишком радикальны для того периода, который переживала Дания. Вот почему этот неутомимый любовник и неугомонный политик, фаворит королевы, инициатор либеральных преобразований, культивировавший и всячески внедрявший идеи Просвещения, быстро нажил себе множество врагов. Его инновации стали костью в горле для патриархальных датчан, которые, однако, не преминули воспользоваться некоторыми нововведениями Струэнзе (например, свободой печати) для того, чтобы его же и опорочить.

    Николай Арсел обратился к тому непродолжительному и уникальному периоду, когда национальная история сильно напоминала большую театральную постановку, соединившую в себе множество жанров — от оперетты до трагедии. И американские академики при выборе номинантов могли вдохновиться не только перипетиями фабулы, но и реформаторскими идеями Струэнзе. В частности — отменой цензуры, которая боком вышла её инициатору: компромат в виде пасквилей о прелюбодеяниях королевы и любовника спровоцировал в итоге общественное недовольство.

    Не исключено, что данная история лишний раз убедила академиков в преимуществах их демократического государства над королевской монархией, при которой междусобойчик лиц приближенных ко двору мог легко развернуть политический курс целого государства на 180 градусов. Возможно, ещё и поэтому «Королевский роман», доходчиво отзеркаливающий механизмы подковёрных манипуляций власть имущих, не остался незамеченным за океаном. Ну а для меня лично здесь исчерпывающе иллюстрируется ответ на вопрос: «Что происходит в стае, когда альфа-самец перестает быть доминантной особью?»

    В развязке эта история, начавшаяся почти как фарс, превращается в трагедию. И финал ещё больше усиливает и без того очень хорошее впечатление от этой тщательно сконструированной и выразительно разыгранной исторической драмы, органично совместившей в себе любовные похождения королевских особ и казуистику придворных интриганов, напрямую связанных друг с другом.

    Именно в завершающем эпизоде ведущий датский актер Мадс Миккельсен, играющий Струэнзе, в полной мере оправдывает своё присутствие. Одним только взглядом он ухитряется передать гамму сильнейших чувств — от иллюзии быть помилованным в последний момент до ужаса перед восхождением на окроплённый свежей кровью эшафот. И эта, по сути своей, главная сцена не просто дорогого стоит. Именно она-то и придает фильму статус идейного кино, которое теперь всё реже появляется на экранах.

    25 июля 2013 | 19:55

    Исторические картины, отражающие эпоху Просвещения, частенько вызывают у меня скуку в силу отсутствия основополагающего стержня, некой сильной руки, которая бы вела зрителя через всю глубину ленты, пропуская через нас все то, что хотел сказать автор. Но этот фильм явно не относится к этому разряду, так как создатели явно постарались на славу, в который раз доказывая, что европейское кино ещё умеет удивлять. Нет, не показывать качество, а именно удивлять.

    Картина переносит зрителя в 18 век в королевский двор Дании. У безумного короля появляется супруга, кроткая Каролина, вызвавшая лишь умиление у окружения. Но король Кристиан VII ведет себя настолько неадекватно, что Каролина уже подумывает о том, насколько тяжела её доля. Где-то на задворках цивилизации молодому доктору Иоганну Струэнзе предлагают стать королевским доктором взамен на услугу. Эта возможность становится судьбоносной для доктора, и он решает использовать свой шанс в полную силу. Но мать короля не желает мириться с положением дел, и вступает в дворцовую игру, которая становится поворотной точкой в истории страны.

    Сюжет очень славный, в нем преобладает низкая динамика, которая с лихвой восполняется отличными сценарными ходами и хорошим владением материала. Чувствуется некая внутренняя сила в картине, будто она сильна ничем иным как духом, духом того времени, который с удовольствием, я думаю, оценит каждый зритель. Главная отличительная черта — это умело созданные партии героев, чьи реплики и действия просто прекрасно вписаны в картину. Также несомненным плюсом следует выделить атмосферу, которую будто специально для любителей истории передали в многообразии оттенков и цветов. При просмотре не раз ловил себя на мысли, что давно хотелось увидеть что-то подобное, но не мог этого встретить. Ну и, конечно же, операторская работа — чего только стоят прекрасные пейзажи и цветовая гамма, переданная на полотне, что говорило о кропотливой работе сродни написания картины художником.

    Актерская игра потрясала своей силой и талантом. Все хорошеющий и хорошеющий Мадс Миккельсен, чья роль Иоганна была сыграна просто превосходно. Мало того, что он бесподобно передал чувства, так ещё и сильно играл визуально — эти мимолетные взгляды, не требующие объяснений — все это слилось в нечто прекрасное, что оценивается мной как эталон исторического образа. Также хотелось бы отметить партию Алисии Викандер, чей образ Каролины был весьма изыскан. Её удалось почти неуловимо невербально передать именно те оттенки и ноты, которых будто не хватало в других персонажах. Несомненно, у актрисы есть немалый потенциал, который следует развивать. Следует отметить прекрасные лирические композиции, прозвучавшие в картине. Именно им предстояло раскрыть этот бутон чувств и эмоций, порой оставляя зрителя наедине с неким послевкусием после ряда сцен. Замечу, очень хороший ход, так как не опускал планку, а лишь давал немного обдумать все произошедшее и оценить мастерство постановщика.

    В итоге мы по праву можем сказать, что перед нами сильная и атмосферная драма, с прекрасным сценарием, восхитительной игрой актеров и отличной режиссурой, скрашенная прекрасным музыкальным сопровождением. Лента безусловно заслуживает того, чтобы стоять в номинантах на премию «Оскар», так как редко встретишь такого сильного представителя жанра.

    3 февраля 2013 | 21:34

    Теперь я знаю еще одну потрясающую историческую личность. Это немец, изменивший Данию, под именем Иоганн Фридрих Струэнзе. Его история погубила его и возвысила. Он любил жену короля Кристиана VII. Но фильм, в большей степени, не об этом (поэтому не понимаю, почему такое название).

    Кино охватывает зарождение Эпохи Просвещения в Дании. Оно как раз об этих мыслях, подвергающих волю Божью под сомнение, о мыслях рациональных и глубоко гуманных, ктоб ычто ни говорил. Кроме того, главный носитель идеи Струэнзе, как человек Совести, был одержим идеей спасти народ от крепостничества и бедности. И для этого он действовал как истинный психолог, тонко манипулируя королем, который страдал шизофренией. Он проводил через него (втеревшись в доверие) сотни новых сенсационных на то время реформ, которые на время сделали Данию самой передовой европейской державой. Я горда тем, что хотя бы посредством кино я ознакомилась с такой истоической личностью. Он был простым врачем, который сумел зародить в стране движение к свободе и равноправию. И это-то в какие времена — когда всем правила церковь! Реформы эти сводились к следующему: свободе печати, стремлению достигнуть в деятельности высших органов правительственной власти большей быстроты, порядка и простоты, установлению твердого государственного бюджета, упорядочению государственных финансов, улучшению судопроизводства, отмене пыток, уничтожению покровительственной системы, поднятию земледелия, в связи с улучшением положения крестьян, замене натуральных повинностей денежными, перечислению некоторых доходов из королевских в государственные, уравнению прав граждан (в частности, и уравнению прав незаконнорожденных детей с законными), отмене многих прерогатив дворянства и пр. За это все им можно восхищаться. Пусть он был слишком жестким и не позволял чтоб ему перечили, за что и поплатился (сгоряча нельзя была увольнять все правительство, которое сколотило заговор), но все же это был человек Великого духа и Великих свершений. Он много сделал для страны, которая, в свою очередь, по-прежнему считала его чужаком и пренебрежительно в его сторону бросала «Немец!».

    А вот его любовь, его сердце были с королевой Дании — Каролиной Матильдой. Эта женщина еще в детстве была обещена своему мужу. Она приехала в чужую страну одна к незнакомому ей человеку и осталась в оковах ужасного брака, в котором муж с шизофренией пьянствовал, ходил к проституткам, публично унижал и оскорблял ее. Если бы она не познакомилась со Струэнзе, она так бы и жила — в полнейшей тьме женского несчастья. И пусть судьба ее трагична, она сумела взять от жизни всё. За свою короткую жизнь она любила, была матерью, повлиляла на ход истории.

    Хочу сказать, что я просто восхищена актерской работой. С этим фильмом я открыла для себя Мадса Миккельсена. В последнее время часто видела его в масс-медиа и очень хорошо запомнила это лицо. Европейское, нетипичное для амеркианского кино. Чем-то напоминает Киллиана Мёрфи. Какими-то чертами. Но, как и Мёрфи, Миккельсен уникален. Шикарный актер, на самом деле. Алисия Викандер, которую я видела в «Анне Карениной» Джо Райта и которая одна из немногих, кто мне там понравился, просто ошеломительна. Очень пронзительно, очень точно, очень женственно. Каролина Матильда… Сколько она вложила в это имя! Ей не просто идут исторические фильмы, она рождена для них. Миккель Бое Фёльсгаард, мастерски справившийся с ролью психически больного короля, вызывал и отвращение, и жалость. Отвращение, потому что, хоть и невольно, но делал всех вокруг несчастными, а жалость потому, что его никто ни во что не ставил и он это чувствал. Он так ни разу и не почувствовал себя человеком. Ему внушали, что он бестолковое животное. А он всего лишь был непонятым. В принципе, он не был злым. И многое делал осознанно. Не верю, что он был всего лишь марионеткой в руках Струэнзе.

    По части исторической достоверности в костюмах, декорациях и всему прочему фильму сложно сыскать равных. Всему веришь, и появляется атмосфера. Музыка грамотно дополняет картину. Это наикачественнейшая историческая драма из всех что я видела. На примере истории мы видим, что революция пожирает своих детей. Непреложная и всем известная, но оттого не менее страшная истина. И пусть в данном историческом отрезке была не революция, всего лишь переворот, от этого суть истины не меняется.

    9 из 10

    27 декабря 2013 | 04:19

    В фильме «Королевский роман» тесным образом переплетаются любовь и власть — собственно говоря, именно этим неотразимо привлёк меня его сюжет, который играет на наших чувствах, будто юная Каролина — на струнах фортепиано. «Говорят, двору не хватает столь нежной и артистичной натуры». Не просто не хватает — она была необходима ему, как свежий ветер. Ветер, который снесёт весь прежний уклад жизни алчных аристократов.

    Доктор Струэнзе являет собою тот маятник, посредством которого колеблется жизнь двора, а сюжет переходит на иную волну. Любовь к нему молодой королевской особы придаёт сценарию неотразимую глубину; но главное в этом фильме — не чувства.

    Как здесь не вспомнить известные слова Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Иоганн Струэнзе был Гражданином — заметьте, притом, с большой буквы. Сколь горькая усмешка в том, что «немец», как его презрительно называли жители Копенгагена, являлся Гражданином Дании во много раз больше, чем сами датские министры. И в том, как этого Гражданина презрел народ, о котором он столь пламенно пёкся.

    В одной из рецензий на фильм говорилось, что у каждого из героев был «свой персональный Ад», — ад, длиною в жизнь. Нестерпимая агония ожидала главных действующих лиц сего «королевского романа», тем не менее, особенно жаль мне не их, но короля Кристиана. Как это страшно, когда за всю свою жизнь ты ни разу не почувствовал себя человеком. Ведь человек — существо, способное творить, менять вокруг себя мир, жить в соответствие со своими законами, а не с законами отжившего себя патриархального общества.

    По сути, все прожитые им годы Кристиан был пешкой, — им управляли и министры-консерваторы, и либералы во главе с Иоганном Струэнзе. Мне кажется, что «болезнь» этого человека заключалась лишь в его лабильной психике и моральной распущенности, в тех качествах, с которыми человек привык бороться, искоренять в себе. Но скажите, кому было выгодно, чтобы Кристиан вёл борьбу со своим характером? Кому? Вопрос риторический.

    Насколько талантлив игравший его Миккель Фольсгаард — этот безумно блуждающий взгляд, временами загорающийся огнём разума, раскрывает личность героя точнее всяких устных характеристик. Удачно подобран актёр и на роль Струэнзе, несколько отталкивающая внешность которого оттеняет его душевную красоту. Алисия Викандер (Каролина Матильда) импонирует мне внутренним стержнем, проглядывающим сквозь по-девически хрупкий и миловидный внешний облик, и тем благородством, которое невозможно сокрыть от глаз.

    … «Всё лучшее покупается лишь ценой великого страдания». Конец фильма говорит нам о том, что через несколько лет после смерти реформатора Струэнзе Дания снова восстала против отживших свой век законов, впустив в души граждан свет, как в последних титрах его дочь впустила свет в мрачную комнату. Она открыла ставни в окно, смотревшее в небо — туда, где царит Свобода.

    11 января 2013 | 15:45

    Исторические фильмы довольно сложны для объективного оценивания, так как подлинность фактов, взятых за основу сюжета, нередко искажается, а то и вовсе «дофантазирывается». Причём, это беда большинства фильмов данного жанра. «Королевский роман» в этом плане приятно удивил. Историческая хроника отражена практически безукоризненно, по крайней мере, те факты, которые являются общеизвестными. Глубиной познаний в области истории Дании я, увы, не обладаю, поэтому о «нюансах» мне судить сложно. Так что, моя оценка поверхностная и чисто любительская. В целом, фильм однозначно заслуживает внимания! Очень гармоничный подбор актёров, интересный сюжет, качественная режиссура и шикарнейшее оформление — одним словом, номинация «Лучший фильм на иностранном языке» вполне заслуженна! Отдельного пристального внимания заслуживают актёры данного исторического действа — Алисия Викандер в образе Каролины-Матильды великолепна, сейчас даже сложно представить в этой роли кого-то другого — замечательно переданы чувства, переживания, характер героини — всё естественно и правдоподобно — отличная работа! Кристиан VII в лице Миккеля Фольсгаарда это нечто — один специфический «смех» чего стоит — «психическое нездравие» налицо. Очень интересная игра, не оставляющая никого равнодушным — по-моему, Серебряный Медведь за лучшую мужскую роль отличное тому доказательство. Ну и конечно же, никак нельзя пройти мимо доктора Струэнзе — личности очень колоритной и до боли интересной. Мадс Миккельсен в этой роли просто неподражаем. Ему всё под силу — будь то политические распри, любовные переживания, серая будничная повседневность — он шикарно передаёт настроения своего героя. Остаётся добавить ко всем этим заслугам потрясающие внешние данные Миккельсена (достаточно уже одной улыбки) — и Струэнзе на протяжении всего действа остаётся неизменным объектом женского зрительского внимания. Но, тем не менее, какими бы потрясающими не были актёры — без отличного режиссёра «шедевра» не получится. Слава Богу, картине в этом плане крупно повезло — Николая Арсела можно смело назвать мастером своего дела. Его стараниями в качестве сценариста и режиссёра в одном лице было сделано немало качественного кинематографического материала, поэтому опыта ему не занимать. Результат его мастерской работы налицо — «Королевский роман» — кино, которое смотришь с удовольствием и на одном дыхании! Качественно, интересно и плюс ко всему (в отношении данного фильма это можно утверждать вполне смело!) — познавательно!

    P.S. в копилке «хорошего» кино данный фильм лишним точно не будет!

    10 из 10

    2 июня 2013 | 23:06

    Дания 1770-х это бедность, эпидемии, жестокость и грязь. Среди всего этого существует полоумный Кристиан VII, пока страной правит Совет министров. Хотя нет, их сложно назвать министрами. Это корысливые и алчные дворяне, чьи глаза ослепило золото. Пока в Европе Просвещение освобождает глаза людей от церковных шор, Дания остается «наихудшей тюрьмой».

    Молодую Каролину-Матильду, которой суждено стать королевой, настигает уйма разочарований. Вместо обещанного красивого, знающего толк в искусстве короля она встречает сумасшедшего, частенько предпочитающего супругу местным проституткам. Отныне ей больше нельзя читать свободолюбивых Вольтера и Руссо, — датская цензура запрещает вольные мысли.

    Доктора Струэнзе, обычного городского врача назначают на должность личного лекаря несчастного короля. Питая необычайное доверие к немцу, Кристиан VІІ соглашается продвигать новаторские идеи Струэнзе в Совете, сменяя свое положение придворного шута на короля. Тем временем, королева влюбляется в доктора, который рискует хранить в своих покоях запрещенные книги и в придачу, писать собственные статьи. Струэнзе становится фактическим правителем Дании и не временит с крупными реформами. Знать теряет свое положение, а слухи о том, что отец второго ребенка Каролины вовсе не король позволяют аристократии во главе с королевой-матерью Юлианой Марией совершить дворцовый переворот.

    Датский режиссер Николай Арсель уже второй раз использует для экранизации книгу. Как и прошлое его детище, легендарная «Девушка с татуировкой дракона», «Королевский роман» поражает своей масштабностью, целостностью и вниманием к деталям. Здесь все говорит о качестве: начиная с первых кадров цветочного поля в Англии, заканчивая сценарием (в написании которого он также участвовал) и подбором актеров. Алисия Викандер, напоминающая Натали Портман, как внешне, так и манерой игры, отлично сумела показать беззвучную гамму эмоций королевы-чужестранки, что страдает от непонимания и неприятия действительности. Кстати, совсем скоро мы увидим ее версию Китти в «Анне Карениной». Благородный Струэнзе в лице Миккеля Фольсгаарда учащает серцебиение своим пронзительным взглядом. Сюжет развивается динамично, все действия происходят в логичной последовательности, здесь нет затянутых моментов, на которых хочется выйти за попкорном. Подобные достоинства отметило и жюри Берлинского кинофестиваля, наградив ленту двумя Серебряными медведями за лучший сценарий и лучшую мужскую роль. Соединяя в себе любовную линию и правдивую историческую хронику, «Королевский роман» не может оставить зрителя равнодушным.

    10 декабря 2012 | 21:01

    Каждая девочка мечтает стать принцессой, а каждая принцесса — обычной девочкой, потому что династические браки не бывают счастливыми. Но разве мама или бабушка в оковах фамильных драгоценностей расскажут правду? Нет. А потому принцесса будет продолжать надеяться, с замиранием сердца ловя обрывки фраз о том, как прекрасен ее незнакомый доселе супруг. Как галантен, образован, нежен, вдохновлен театром и любим народом. А потом повстречает его кортеж у въезда в чужую столицу и с ужасом узнает в нем непредсказуемого, вспыльчивого, слабоумного невротика с противным хохотком, глядя на которого приходится краснеть и за него, и себя. А что потом? А потом закончится детство, крышка фортепиано, падая, прищемит пальцы, и захочется плакать. Но плакать нельзя. Потому что ты отныне королева, Каролина, и все, что тебе остается, это долгие прогулки в одиночестве, воспоминания о детстве и любимых книгах, отобранных на въезде в это угрюмое, сырое место, которое никогда не станет тебе домом. А все вокруг, видя твои плотно сжатые губы, будут удивляться: «почему она вечно не в духе?», и никто не захочет понять и хоть раз посочувствовать безвременно погибшей девочке в пустых глазах прекрасной, мертвой женщины-заложницы чужого выбора. Так почему она обязана вникать в больные фантазии мужа-ребенка, горящего в агонии собственного одиночества в обществе шлюх и корыстных министров? У каждого свой Ад, и Каролина плотно закрывает двери спальни.

    Она больна. Но новый лекарь короля утверждает обратное. Она не слышит его слов. Ее взгляд в глубине его комнаты — за спиной Стуэнзе. Там шкаф и книги, а за книгами новые книги, пахнущие так, как пахнет только жизнь. Руссо. Вольтер. Перемены. Свобода. Надежда. Нежданная весточка с обратной стороны ее сегодняшнего мира-склепа, зажатого в кулак церковников, произвола и страха. Она взволнована впервые за несколько унылых, долгих лет. И очень скоро Каролина взволнуется снова, чувствуя затылком внимательный, пристальный взгляд Струэнзе — этого странного, непохожего на прочих человека с настоящей, а не выдуманной жизнью. На ее ладошку будут литься холодные небесные слезы, а немец — оставаться бесстрастным, адресуя ей все ту же снисходительную, мягкую улыбку, с которой смотрит на ее несносного, ребячливого мужа Кристиана, который в обществе нового брата почти не безумен, но так смехотворно зависим, что это отнюдь не смешно. Они говорят о поэзии, театре, вымысле. Когда же вы заговорите о политике, доктор?

    О твердом государственном бюджете, отмене пыток, вакцинации, запрете азартных игр, свободе слова и печати, сиротских приютах, больницах, развитии земледелия, отмене прерогатив дворянства и многом другом, что терзает ваш ум? Еще недавно вы стояли в окровавленном фартуке над тощим, скрюченным телом полумертвого бродяги, для которого смерть являлась лекарством от жизни, а теперь вы — единственный, кому безоговорочно верит ничтожный, ведомый юнец с правом подписи любых указов и законов, так идите, ломайте, крушите, творите! Первый робкий шаг, месяцы тщетной борьбы, арест, безумный страх, орущий Кристиан в минуту просветления и карнавал, и карнавал, и карнавал — финал их прежней жизни и начало новой. Восторг наивности, беспечность близорукости и упоение свободой.

    А впереди будут черные дни и бессонные ночи, взбесившиеся толпы на дворцовой площади, враги, предательство и сладкий лауданум, злорадство королевы-матери, бессрочная ссылка и отчаянный вопль в пустоту коридора, в конце которого болезнь как лекарство от жизни. Но это все — после. А сейчас — карнавал, карнавал, карнавал и бесстрастный Струэнзе, утративший свою бесстрастность перед любимой женщиной, которая стоит так мучительно близко, чтобы потом сказать ей: «Я был счастлив», отдавая свою жизнь за народ, который этого не оценил, баюкая родные цепи. И пусть Николай Арсел, симпатизируя герою, подыграл ему антуражем извечно беспроигрышной мелодрамы, оставив политику за дверьми будуара — это не важно. Потому что Мэдс Миккельсон своим талантом изваял такого сильного и обаятельного персонажа, который, покидая комнату, уносит с собой центр тяжести фильма — краски бледнеют и воздух кончается.

    10 из 10

    19 ноября 2012 | 23:40

    Прогнившее датское королевство, надрывающееся голосом драматурга с деревянных подмостков — это синие угрюмые дали, свинцовая гладь морей и пелена серых облаков. Дания XVIII века — это Вольтеровский катарсис, страсти в духе рококо и новые декларации о полузабытых правах. А для Николая Арселя — ещё не совсем лишенное нордической самобытности европеизированное сценическое пространство. Не мудрствуя лукаво, не пытаясь создать нового бога из машины, он прекрасно осознаёт, что за историю должен рассказать. Очередной — но пронзительно прекрасный — рассказ о личности, которая из никому не нужных бумажек вырезает себе корону. Визуальный ряд здесь так же холодно совершенен, как безукоризненно прямая фигура Мадса Миккельсена, а камера с отработанной отточенностью выхватывает косые острые скулы. Идёт борьба за корону с позолотой разряженной столицы — на её гранях сапфир чистейших рек и озер, изумруд лесов и полей. Возвысившийся доктор, сам того не желая, сделал её ещё богаче — добавил самый крупный, самый яркий рубин, отливающий собственной алой кровью.

    Какая-то необъяснимая, немногословная лаконичность есть в этой ленте, будто автор-режиссёр с меланхоличной аккуратностью вырезал из старинного учебника по истории самые важные главы и вклеил поверху пару совершенных старинных гравюр. «Королевский роман» — двойственная роялистская история, в которой гражданские мотивы переплетены — незаурядная историческая калька ad exemplum — с личной драмой. Не было бы у Иоганна Струэнзе навязчивого желания создать новую Данию по образу и подобию рационализма и свободомыслия, не было бы и щемящих встреч, трепетной любви и одобрения юной королевы Матильды. Струэнзе — муза, вдохновение и гордость маленького народа — к власти идёт не карикатурно стервозными шагами, равнодушно прохаживаясь по головам с напудренными париками, а исключительно с помощью вкрадчивой проницательности и стремления стать параноидальному королю не очередным манерным покровителем, а добрым другом.

    Здесь всё отрицают. Первое отрицание не сводится к пресловутому базаровскому nihil, скорее, к напряженному наблюдению за тем, как очередной дерзкий мотылек сгинет в пламени с едва слышным пергаментным шорохом. Это отрицание неизбежности — вспыхнувшая любовь, короткие взгляды, ликование и торжество возлелеянных идеалов Просвещения — не спасает от застывшего ожидания момента, когда огромная и мрачная сила поглотит запутавшихся в собственных недоправдах героев. Даже не по-скандинавски жаркие сцены исчерчены предопределенностью — лейтмотивом всего фильма, грустно и умело ведущим через все перипетии дворцово-спальных интриг. Вскользь раскрытая первопричина всех несчастий — философское неприятие обмана — укором возникает лишь на последних строчках. Увы, излишняя амбициозность и идеи гуманизма в те времена до добра не доводили — чаще до плахи. Второе отрицание — справедливости — горькая вещь, но за чернильной точкой, поставленной бездушно-расчетливым и пьющим за свою победу окружением короля, послесловием возникнет письмо изгнанной Матильды, освещенное светлыми лучиками надежды от старинной лампы.

    29 октября 2014 | 22:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 366 руб.
    подробнее

    Новости


    25-летняя шведская звезда Алисия Викандер получила ключевые роли сразу в двух проектах, куда в последнее время пробовались многие талантливые молодые артистки. Актриса сыграет в экранизации романа М. Л. Стедман The Light Between Oceans, вышедшем на русском языке под названием «Свет в океане», и в биографическом фильме «Девушка из Дании» Тома Хупера(...)
     
    все новости

    Статьи


    Самый сексуальный мужчина Швеции, девушка с сами знаете какой татуировкой, подростки-вампиры и робот-полицейскийКиноПоиск вспоминает, чем богата северная страна, не считая «Икеи», Ингмара Бергмана и Карлсона. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    85-я церемония вручения «Оскаров» уже позади, и КиноПоиск предлагает вспомнить, как это было. Фоторепортаж состоит из восьми частей: ведущий «Оскара», номинанты, подготовка к церемонии, красная ковровая дорожка, церемония награждения, за сценой, press room и финальная фотосессия победителей. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Итоги 2012 года: Северная Европа. Во всех четырёх основных кинорынках региона Дания, Швеции, Норвегии и Финляндии значительный рост посещаемости и сборов. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1121 897 634
    2.Город героевBig Hero 620 124 166
    3.ИнтерстелларInterstellar15 341 167
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To14 076 545
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 836 019
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1471 709 883
    2.ИнтерстелларInterstellar126 180 648
    3.Город героевBig Hero 632 876 559
    4.Уиджи: Доска ДьяволаOuija28 470 418
    5.SuperняньBabysitting25 806 085
    20.11 — 23.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 985 283792 984
    Деньги751 976 261 руб.178 289 393
    Цена билета251,89 руб.9,79
    20.11 — 23.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    20.ГладиаторGladiator8.599
    21.Карты, деньги, два стволаLock, Stock and Two Smoking Barrels8.567
    22.Назад в будущееBack to the Future8.557
    23.ПианистThe Pianist8.554
    24.Поймай меня, если сможешьCatch Me If You Can8.541
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.ФлэшThe Flash92.06%
    37.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.01%
    38.Три девяткиTriple Nine91.89%
    39.Первый мститель: Гражданская войнаCaptain America: Civil War91.88%
    40.Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys91.49%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Босиком по городуBarefoot10
    ИнтерстелларInterstellar293
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 173
    Моя ГоспожаMy Mistress1
    РогаHorns26
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7.045
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.761
    ИнтерстелларInterstellar8.957
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 26.987
    SuperняньBabysitting7.158
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Ёлки 191425.12
    премьеры