всё о любом фильме:

Бесприданница

год
страна
слоган-
режиссерЯков Протазанов
сценарийЯков Протазанов, Владимир Швейцер, Александр Островский
директор фильма-
операторМарк Магидсон
композиторДавид Блок
художникАнатолий Арапов, С. Кузнецов
монтажВ. Эк
жанр драма, мелодрама, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время81 мин. / 01:21
Бесприданница Лариса любит дворянина Паратова, но он внезапно уезжает из города. В отчаянии она соглашается на брак с чиновником Карандышевым. Возвращается Паратов. Вновь поверившая в любовь Лариса отдается своему чувству, не зная, что он обручен. Именитые купцы города уже разыгрывают опозоренную Ларису в орлянку, готовые взять ее в содержанки, но выстрел Карандышева обрывает жизнь бесприданницы
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм был восстановлен в 1970 году.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка


    Попытка более или менее адекватной оценки этого фильма Якова Протазанова довольно затруднена по причине того, что доступной аутентичной версии картины сейчас, по-видимому, не существует. В 1970 году добрые и заботливые люди, решив вернуть публике «Бесприданницу», из абсолютно гуманных побуждений, совершили акт настоящего святотатства, полностью заменив оригинальную звуковую дорожку — новой, сделанной в силу собственного разумения.

    В итоге мы имеем, во-первых, фильм, который категорически невозможно смотреть, поскольку получившийся тройной дубляж (реплик, фонов и музыки) режет слух своей нетаящейся фальшью, оказываясь неумело поставленным протезом, во-вторых, изначальный замысел режиссёра, его подлинная трактовка пьесы Островского оказываются навсегда утраченными.

    Эта потеря, о которой остаётся лишь сожалеть, столь невосполнима потому, что, по косвенным признакам, становится ясно, что «Бесприданница» Протазанова — это картина с двойным дном, когда, под личиной экранизации классики, где счастливо сошлись несколько востребованных тенденций, автор задумал реализовать нечто особенное, понятное узкому кругу посвящённых знатоков.

    Официально Протазанов потрафлял двум категориям зрителей. Для киноначальства, не жалующего студию «Рот-фронт», его картина шла по разряду разоблачений проклятого прошлого — отвратительные купцы, скользкие дельцы, душная атмосфера провинциальной России, печальная судьба девушки в сословном патриархальном обществе.

    Для публики Протазанов, опираясь на кристально мелодраматическую фабулу Островского (барышню сначала влюбили, тут же бросили, потом соблазнили, затем скупили и, наконец, застрелили), приготовил целую череду приятных сюрпризов — от сомнительного, с точки зрения идеологии, качества романсов до неприлично долгого декольте главной героини, которое способно волновать и посейчас, что уж говорить про стерильный 1937-й.

    Однако, на самом деле, Яков Александрович, укрывшись двойной овечьей шкурой, снимал разудалую, на грани эксцентрики комедию. Об этом свидетельствует не только подбор актёров (дуэт Анатолия Кторова и Михаила Климова, отжигавший в «Процессе о трёх миллионах» и «Возвращении Святого Иоргена»; улыбчивый и ничуть не кровожадный Борис Тенин) или множество забавных сцен, почти гэгов (Кнуров и Вожеватов делят добычу, азартно подбрасывая монету, стоя на коленях в песке), но и появление целой сюжетной линии, связанной с Робинзоном.

    У Протазанова Робинзон — это не обретший дар речи статист, который нужен, чтобы оживить эпизод с похищением Ларисы, но вполне самостоятельный персонаж, чьему вводу в повествование режиссёр не поленился посвятить целый кусок, перенеся на экран рассказ о том, как двух буянов, которым было мало играть на верхней палубе в кегельбан арбузами, переодевшихся индейцами и кошмаривших пассажиров, ссадили на островке, где одного из них подобрал Паратов.

    Соответственно, используя разные артистические регистры, Протазанов выстраивает небанальную схему персонажного интонирования. В центре, на переднем плане, оказывается исполняющую главную роль молоденькая Нина Алисова, которая предельно серьёзна, интенционально трагедийна.

    Задача Алисовой — перетянуть на себя внимание принимающих инстанций, прикрыв отвязную режиссёрскую забаву. Однако Яков Александрович и тут остаётся верен себе, поскольку его Лариса, при всей подразумеваемой пафосности, выглядит как нахохлившийся воробушек, которому не по стати изображаемые страсти.

    Прочие актёры, образующие вокруг Алисовой некое подобие весёлого хоровода, дистанцируются от своих персонажей, особенно это заметно у Кторова, который делает всё, чтобы не оказаться роковым мужчиной, умело включая принца До из «Марионеток» того же Протазанова, оттеняя лёгкой нарочитостью прямолинейную старательность главной героини.

    Этот трюк, учитывая отсутствие оргвыводов со стороны Кинокомитета, вполне удаётся: Протазанов остаётся в профессии, а картину, спустя годы, готовят к повторному выходу. Причём Якову Александровичу сходит с рук не только подтрунивание над литературной классикой, но ещё и покушение на признанные достижения советской кинематографии.

    Про Протазанова было известно, что он, в своих фильмах, любит посылать приветы коллегами по цеху, пародийно обыгрывая их приёмы и манеры. Не изменил своей привычке Яков Александрович и на этот раз: знаменитая финальная сцена, когда Лариса умирает на ограждении клумбы, представляющем собой железную цепь, а потом эта цепь одиноко раскачивается в кадре, есть озорное цитирование не менее знаменитой сцены с докторским пенсне из «Броненосца „Потёмкина“».

    Впрочем, все эти рассуждения — лишь реконструкция сомнительной достоверности. Окончательный вердикт могла бы поставить стародавняя копия прямиком из подвалов студии «Рот-фронт», но её уже участливо отрихтовали.

    23 марта 2013 | 21:21

    Смотря этот фильм, будет трудно абстрагироваться от всех экранизаций и постановок «Бесприданницы», увиденных ранее. Такова судьба всех классических произведений, их общеизвестность и популярность вынуждает еще пристальнее всматриваться в каждую попытку реализации.

    Протазанов не стал менять известный сюжет. Действие вращается вокруг бедной девушки Ларисы — любящей, но не любимой. Она — предмет интереса многих состоятельных мужчин, и этим умело пользуется ее предприимчивая мать. Именно «предмет», потому что окружающие к Ларисе относятся как к вещи, видя в ней объект для торга и распоряжаясь ее жизнью. Купеческий разгул, широкие жесты, «ярмарка тщеславия» — всем этим герои прикрывают свой безобразный цинизм, эгоистичность и бессердечие. Конечно, в подобной атмосфере не место для искренних чувств и чистой любви, которые так некстати испытывает героиня.

    Надо сказать, что этот фильм хорош мелочами, на которых сначала не заостряешь внимание. Но именно они делают фильм таким атмосферным. Прекрасная операторская работа, идеальное построение кадра делают фильм визуально приятным. Колоритные второстепенные персонажи «расширяют» действие, делают его многограннее. Не обошлось и без комедийных эпизодов, которые, тем не менее, не уменьшают драматизма. Актерские работы тоже очень порадовали. Хотя были моменты, когда Нина Алисова (Лариса) демонстрировала эмоции слишком экспрессивно, ее игре не помешала бы сдержанность. Впрочем, это можно объяснить неопытностью юной актрисы.

    Данная экранизация оказалась очень хорошей. Всем известная история показана немного мелодраматичнее и театральнее, чем мы привыкли воспринимать, однако это не портит, а даже придает картине некий шарм. Достойный пример отечественного кинематографа.

    22 января 2012 | 21:03

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 164 руб.
    аудиокнига, 195 руб.
    аудиокнига, 180 руб.
    аудиокнига, 162 руб.
    подробнее
    Записи в блогах
    27-28 июня
    27.06.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 27-28 июня
    Плохой агитатор и пропагандист из Ходжи Насреддина! (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДивергентDivergent111 198 959
    2.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier106 717 148
    3.НойNoah84 545 053
    4.Рио 2Rio 245 287 405
    5.ОкулусOculus41 389 544
    10.04 — 13.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 981 027490 134
    Деньги500 052 108 руб.174 984 437
    Цена билета252,42 руб.20,75
    10.04 — 13.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    75.Москва слезам не верит8.344
    76.Однажды в АмерикеOnce Upon a Time in America8.344
    77.Темный рыцарь: Возрождение легендыThe Dark Knight Rises8.341
    78.Судьба человека8.341
    79.Шестое чувствоThe Sixth Sense8.338
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.ИнтерстелларInterstellar97.54%
    2.ИсчезнувшаяGone Girl95.43%
    3.Лондонские поляLondon Fields95.35%
    4.ЛюсиLucy95.31%
    5.Человек из U.N.C.L.E.The Man from U.N.C.L.E.95.25%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Хоббит: Пустошь СмаугаThe Hobbit: The Desolation of Smaug170
    Мистер ПипMr. Pip1
    13 грехов13 Sins2
    Терминатор 3: Восстание машинTerminator 3: Rise of the Machines101
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job6.007
    Скорый «Москва-Россия»4.622
    ДивергентDivergent7.228
    Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier7.656
    СаботажSabotage5.737
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 224.04
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin24.04
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    премьеры