всё о любом фильме:

Белое солнце пустыни

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Мотыль
сценарийВалентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, Марк Захаров
директор фильмаЮрий Хохлов
операторЭдуард Розовский
композиторИсаак Шварц
художникВалерий Кострин, Берта Маневич
монтажВ. Нестерова
жанр боевик, драма, мелодрама, комедия, приключения, военный, ... слова
зрители
СССР  34.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время84 мин. / 01:24
Бесконечная пустыня, боец Сухов, прикуривающий с динамитной шашки, нескладный Петруха с вечно заклинивающей трехлинейкой, обаятельный Верещагин, с надоевшей черной икрой и знаменитыми песнями-балладами, ловкий Саид с незабвенным «Стреляли», злодей Абдулла со своей бандой, любознательная Гульчатай, играющая с черепахою…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм с рабочим названием «Спасите гарем!» снимали в Ленинградской области, в Каракумах и под Махачкалой на берегу Каспия.
    • Интересна судьба главного героя фильма — товарища Сухова. Сначала на эту роль пригласили актера Георгия Юматова. Но у него в то время были серьезные проблемы с алкоголем. И режиссер поставил ему условие: уйдешь в запой — сниму с фильма. Как назло, прямо накануне съемок Юматов «сорвался»: напился и ввязался в драку. Все лицо актера было побито, несмотря на то, что он просил своих обидчиков не оставлять синяков, так как грим не сможет «убрать» фингалы. Но те били именно по лицу. Ни о какой главной роли после этого не могло быть и речи. Тут и пригласили сниматься Анатолия Кузнецова, которого срочно вызвали из Москвы.
    • Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе — настоящая. Актёр Павел Луспекаев явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной поблизости.
    • Среди «жён Абдуллы» были только две профессиональные актрисы, остальных играли баскетболистка, научный сотрудник и продавец. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жён» пришлось дублировать солдатами. Интересно, что местные девушки отказались участвовать в съемках, все девушки игравшие жен были привезены из Москвы.
    • После того, как Верещагин выбрасывает из окна подпоручика из отряда Абдуллы, тот, отряхнувшись и сев на коня, произносит ставшую знаменитой фразу «Да гранаты у него не той системы». Этой фразы в сценарии не было, она родилась экспромтом.
    • По сценарию, Верещагина звали Александр, но Павел Луспекаев вложил в своего героя столько души, что поменялось даже имя персонажа.
    • Актёр Кахи Кавсадзе за всё время съёмок так и не научился ездить верхом. На всех кадрах он либо сидит неподвижно, а лошадь крепко держат под уздцы, либо его носит на плечах другой человек.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В полной версии, в конце фильма — жены выбегают, бросаются к мертвому Абдулле и рыдают. Это эпизод был вырезан цензурой.
    • еще 5 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Этот своеобразный миддл-истерн, то есть среднеазиатский боевик о борьбе с басмачами (хотя, возможно, благодаря его успеху как раз и возникло определение «советский вестерн») стал не только культовым, но и одним из самых любимых фильмов для нескольких поколений зрителей. Так что к 25-летию его выпуска на экран были предприняты попытки назвать лучшим по опросу публики, а потом вручить запоздало Государственную премию России. Что, в общем-то, по-детски наивно и в каком-то смысле всё же оскорбительно по отношению к «Белому солнцу пустыни», якобы зажимаемому властями в апреле 1970 года, когда всё прогрессивное человечество просто обязано было праздновать более славную дату — столетие В. И. Ленина. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 210 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм Владимира Мотыля случился, как случается все самое лучшее в этой жизни — не благодаря чему то, а исключительно вопреки. С самого начала не складывалось абсолютно все: сценарий утвердили на Госкино только с третьей отчаянной попытки. Чехарда с кандидатурами на пост режиссера (Жалакявичус, Чулюкин, Басов, Мотыль) была под стать переписанному пятикратно сценарию. Картина сменила несколько названий: «Басмачи», затем «Пустыня», чуть позже — с наслаждением зарезанное цензурой «Спасите гарем!» и наконец, рожденное коллективным мозговым штурмом — «Белое солнце пустыни». Исполнитель главной роли актер Георгий Юматов умудрился ввязаться в пьяную драку за пару дней до начала съемок и режиссер был вынужден аврально заменить его на дублера Анатолия Кузнецова. Исполнителю роли таможенника Верещагина Павлу Луспекаеву незадолго до съемок хирурги ампутировали обе ступни, и перспектива участия актера в фильме повисла в воздухе. В первый же день приезда весь съемочный реквизит (костюмы и оружие) был украден местными и возвращен обратно только после переговоров с главным криминальным авторитетом города в обмен на обещание снять его в роли одного из басмачей. После невесть откуда взявшихся проливных дождей десятки квадратных метров каракумской пустыни жизнеутверждающе проросли бурьяном, и солдатам местного военного округа пришлось прополкой добиваться описанного сценарием «безжизненного» пейзажа фильма. А когда в первый день съемок вся группа собралась, наконец, у баркаса для ритуала разбития на удачу о его борт шампанского и бутылка разбилась только с третьей нецензурной попытки, кто- то в провисшей тишине обронил: «Одно из двух: либо картина будет г…, либо — шедевр». Мотыль вздохнул: «Ладно, приступаем к работе, а там — видно будет!».

    Культовый революционно-приключенческий байконур-истерн зародился во время одной из встреч сценариста Валентина Ежова с ветеранами Гражданской войны, которые в двадцатые годы прошлого столетия сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспоминал, как беи, спасаясь от настигавших их «красных» отрядов, бросали на произвол судьбы в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик мимоходом заметил, что женщины в паранджах доставляли им в пустыне немало хлопот. Вцепившаяся мертвой хваткой в эти слова фантазия сценариста всего за полтора месяца дорисовала трагикомическую диспозицию фильма. Красноармеец Сухов, возвращающийся после войны домой через пески Средней Азии; встретившийся ему по пути гарем главаря басмачей Абдуллы, и последующая, «до последней капли крови», битва с местными банд-формированиями в дислокации, бывшего царского таможенного российского форпоста на Каспии. Экспериментальной Творческой Киностудией Мотылю был дан карт-бланш, конфискованный сразу же после того, как съемки двухсерийного советского боевика с восточным колоритом были завершены. Из двух серий было приказано сделать одну, полностью переснять финал, кастрировать и так уже куцую (и это при богатейших то потенциальных возможностях гаремной тематики!) эротику, и вообще…от греха отложить ленту подальше в закрома. Фильм спасла от забвения не иначе как сама госпожа Удача — частный киносеанс на даче Генсека СССР Брежнева.

    Фильм-легенда… И фильм-дуэль! Советский рублевый вызов «долларовой» трилогии, миддл-истерн против спагетти-вестерна, Мотыль против Леоне. Лукавый прищур Кузнецова («павлины говоришь…хех!») — наш ответ хищному оскалу Иствуда. Не берущий мзду и обидчивый за всю державу таможенник, одним взглядом исподлобья затмевающий местечково ответственного лишь за свой городишко шерифа. Бандит Абдулла, гордый профиль и орлиный разворот плеч (ах, шайтан, может не так уж и плохо быть его одиннадцатой любимой женой?) — без боя взятый статус альфа-самца в списке самых неотразимых негодяев в истории кино. Изощренность восточного коварства басмачей («хочешь, мы заплатим золотом?») — в пику берущим нахрапом пенкиппским «диким бандам». Именные наганы против смит-вессоновских кольтов; наша сорокоградусная рекой против их постаканно дозированного виски; стенько-разинская романтика захвата баркаса, противопоставленная классическому алгоритму ограбления поезда. Неспешная прогулка с чайничком наперевес сквозь раскаленное марево среднеазиатской пустыни — старательно сдерживаемая улыбка над медитативным покачиванием в седле по мексиканским прериям. Черная икра ложками — неприкрытая насмешка над мелочевкой рассыпного золота калифорнийской лихорадки. Смекалка, вставленная запалом в непререкаемый аргумент — ящик динамита — это сто очков вперед ковбойскому тет-а-тет пижонству на площадях под часами. И наконец, уже откровенная издевка над «непокобелимыми» канонами брутальнейшего из жанров: путающийся весь фильм под ногами полигамный батальон «товарищей женщин», как символ извечно несчастной бабской доли, сыгранный к тому же большую, «пустынную» часть фильма мужской половиной съемочной группы.

    Разумеется, по госзаказу. Естественно, чтобы доказать: «наши истерны — самые истерновые истерны в мире». Конечно же, по старинной русской традиции «хорошему вору все впору» — скалькированое. Но в то же время — не имеющее аналогов в мировой кинематографии. Двух, трех, а иногда и четырехслойные провокационные детали и подтексты, контрабандно спрятанные режиссером в фильме. Принципиально иная мотивационная изнанка фильма, сотканная из особым образом скроенного менталитета. Основа — та самая, не подводимая ни под какую идеологическую базу и выходящая за рамки любой патриотической пропаганды тяга к развесистым березкам и тоска по разлюбезной Екатерине Матвевне. Чисто русский, мересьевский подвиг актера Павла Луспекаева, снимавшегося с адской болью в кровоточащих ногах в его последнем в жизни фильме без костылей и дублеров. Принцип «сам пропадай, а других выручай», завернутый в паранджу восточного фатализма «кисмет» и для пущей надежности еще и трижды перекрещенный нашим «авось». Товарищ Сухов, которого Мотыль позаимствовал из народных сказок о смышленом солдате, что шел с двадцатилетней верной службы царю-батюшке в родную деревеньку и умудрялся по пути семерых одним махом уложить, кашу из топора сварить, да еще и Гюльчатай Прелестную ординарцу Петрухе добыть. Мощный, колоритный типаж таможенника Верещагина, за которым режиссер нырнул еще глубже — в записанные на жесткий подкорковый диск кластеры древних богатырских былин. Но самое гениальное изобретение фильма — рвущаяся, как журавль в небо, сквозь морзянку выстрелов истосковавшаяся душа солдата, по-крестьянски обстоятельно расписанная в письмах к любимой женщине.

    Который бы раз не смотреть — нет-нет да и подловишь себя на невольной улыбке. Всякий раз снова сдавит до боли в груди: «Только бы доплыл…Только бы не поверила…Только бы не обознался…» Как бы хотелось, чтобы слова «сиквел» и «римейк» не коснулись этого необыкновенного фильма. Чтобы память отцифровала его магию нетронутой и без ограничения срока давности. Потому как настоящее, душевное, родное, растасканное на байки и анекдоты, принятое всем сердцем и всенародно выбранное для прощального просмотра перед прыжком в антигравитационную вечность — рождается очень и очень редко. Как правило — случайно, как принято у нас — вразрез и почти всегда — вопреки.

    Госпоже Удаче

    3 августа 2011 | 13:16

    Фильм удачно сочетает в себе обилие здорового юмора и драматических моментов. В первой половине фильма мы смеёмся над любознательной Гульчатай, молодым бойцом по имени Петруха и другими персонажами. К концу фильма происходят довольно трагические события. Здесь становится уже не до смеха.

    В целом, это замечательный фильм! Каждый обязан его посмотреть хотя бы один раз, и если вы не заядлый любитель тупых американских комедий, «Белое солнце пустыни», как минимум, вам понравится. Ну, а про мои впечатления после просмотра данного шедевра что сказать? Отличная постановка, прекрасная игра актеров (особенно удался Верещагин). В общем, если вы не видели этого фильма, то хватит читать всякие отзывы, лучше посмотрите его сами.

    10 из 10

    17 декабря 2008 | 11:17

    У каждого из нас есть фильмы, которые мы смотрели десятки раз, знаем их буквально наизусть и вновь пересматривать не собираемся. Мы ни будем их качать, не пойдём на киносеанс в удобное время за пятьдесят рублей, и даже листая каналы и наткнувшись на него, улыбнёмся и двинемся дальше. Но стоит задержать своё внимание на пару минут, отложив пульт, думая, да-да, сейчас, переключу и незаметно, ты уже сидишь на стуле и смотришь то, что уже видел бесконечное число раз. Предугадывая следующую сцену, ожидая реплику главного героя, предвкушая понятную только тебе и заезженную как старую пластинку шутку. Эти фильмы могут оторвать нас от самого важного из запланированных дел, стоит невзначай оставить включенным телевизор, даже без звука. Голова будто подцепленная рыболовным крючком будет раз за разом обращаться в сторону стоящей в углу техники. Мы смотрим от начала и до конца, забываем что смотрели, а потом вновь от начала и до конца. Эти фильмы влились в наше подсознание, став естественными. Также естественно мы, вставая ночью, перешагиваем лежащий на полу провод, даже не видя его или пригибаем голову от открытой дверцы шкафа не глядя на неё. Как не раз ещё мы встанем ночью или откроем дверцу шкафа, также не раз не пересмотрим эти фильмы.

    Война для красноармейца Фёдора Сухова (Анатолий Кузнецов) окончена, и путь его лежит в родные края к любимой жене Катерине Матвеевне. Но бескрайняя песчаная пустыня не отпускает своего гостя просто так. Нужно откапать приговорённых к мучительной смерти преступников, надеясь, что они не всадят тебе нож в спину. Вспомнив верность воинской присяге, взять под личную ответственность жён местного полевого командира Абдуллы (КахиКавсадзе). И вместе с оставленным ему в нагрузку Петрухой (Николай Годовиков), попытаться заполучить пулемёт у Верещагина (Павел Луспекаев) и отбиться от бандитов.

    Самое удивительное, что, несмотря на неоднократные просмотры этого, да многих других фильмов. На вопрос, о своих предпочтениях, эту категорию мы не вспомним, хотя смотрели их наверняка даже больше чем те картины, которые относятся у нас к любимым. Так вот эта подсознательность просмотра, когда не собирался, а смотришь, и есть признак народного фильма. Как любят повторять некоторые телеведущие, всенародно любимого, причём адресуя такую громкую вывеску, ко всему подряд. «Белое солнце пустыни» есть настоящее всенародно любимое кино. Его можно ставить в любое время, хоть утром хоть девять вечера, зритель всегда будет, это беспроигрышный вариант.

    Как часто бывает с отличными фильмами, получаются они от противного. Хотели одно, получили совершенно другое. Картина Владимир Мотыля наглядно доказала, что соединение талантливых единомышленников на одной площадке, может дать результат даже из очень заурядной идеи. Фильм бесподобен в деталях. Гениальнейшая песня Окуджавы, ставшая без всяких сомнений народной и подлежащая обязательному исполнению в туристических походах. Драки и перестрелки, сняты реалистичней чем в Голливудских вестернах того времени. Каждое пулевое попадание видно на одежде, удары не пролетают в десяти сантиметрах от лица, кулак соприкасается с лицом. Диалоги персонажей, отчетливо обрисовывают ключевых и второстепенных героев, актёры не говорят в воздух, они личности и каждое слово произноситься с определенной целью. Многие фразы стали крылатыми, порой произнося «открой личико» или «гранаты у него не той системы» люди не задумываемся, откуда они.

    Актёрские работы главное достоинство картины, через поколения зрителей прошёл не один лишь Сухов, а почти все персонажи произносящие текст.

    Анатолий Кузнецов должен быть благодарен судьбе в лице пристрастия Георгия Юматова к алкоголю, а мы должны сказать спасибо Кузнецову за образ простого русского мужичка, который как оказывается и в пустыне не пропадёт и под дулом бандитов присутствия духа не теряет. Юматов замечательный актёр, но его стилистика статно-героические персонажи, Сухов совершенно другой. На его лице не написано, я местный брюсуиллис и всех вас раскидаю. Он больше на авось рассчитывает, на появление Саида. Иногда даже сомневаешься, а получится ли, одолеет ли он бандитов. Безусловно лучшая, да фактически единственная значимая роль Кузнецова.

    Павел Луспекаев, не зря его портреты вешают в своих кабинетах сотрудники правоохранительных органов. Даже если это всего лишь дань моде, то это правильная мода. Таким как он и нужно подражать. Очень сильная роль, использованная на всю полноту своего небольшого экранного времени. Просто посмотрите, как он произносит эту фразу, «Я, мзду не беру, мне за державу обидно». Даже если вашей мечтой является уехать на ПМЖ в США, она не оставит вас равнодушными. Луспекаев показал сильного человека, лишенного смысла жизни, смерть ребёнка и самое главное гибель страны, которой он верен до конца.

    КахиКавсадзе обаятельный злодей, тот случай, когда антигерой вызывает не меньше симпатии, чем положительный персонаж.

    Спартак Мишулин, его Саид аналог мудрого неторопливого индейца из вестернов. Редко, но в точку, каждая фраза, каждый взгляд. Он не подведёт, может и не зря Сухов не него рассчитывает.

    Можно взять любого персонажа, Петруху, подпоручика Семёна или жену Верещагина, они запоминаемы и без них трудно представить эту картину. Отдельно стоит сказать про эпизод реакции Жены Верещагина на его гибель. Безумное отчаяние в глазах и последовавшая за тем пустота, показанная со спины идущей краем моря Настасьи.

    Фильм, который не может надоесть. Причём введение этой рецензии можно подставить к таким фильмам как «Весна на заречной улице», «Ирония судьбы», «Иван Васильевич …», к сожалению сейчас фильмов способных быть понимаемыми следующими поколениями не видно. Секрет как мне кажется, прост, чтобы создать вневременное кино, не нужно пытаться это сделать. Необходимо просто любить своё дело, быть профессионалом и конечно иметь, что сказать, а не просто отработать смену.

    Творческий коллектив «Белого солнца пустыни» создал картину, которую видели все, а если не видели, значит, последние сорок лет вы прожили в параллельной реальности.

    Оценка

    8 из 10

    11 февраля 2014 | 00:26

    Вот о чём подумалось… Несмотря на идеологизм и всё как полагается, сквозит мысль о бессмысленности революции. Ну вот ради чего всё это? Петруха и Гюльчатай, Верещагин и одиноко стареющая его жена — из-за бандюганских жён, которых любили-кормили-одевали, а теперь они лишились своего Абдуллы, с которым жилось припеваючи. Получается, зря полезли «освободители» в чужой монастырь со своим уставом.

    Но фильм душевный. В Сухова невозможно не влюбиться, он воплощение русской души! И остальные герои цепляют: дикое отчаяние Верещагиной, Павел, который проникся к Петрухе отеческой нежностью, нерастраченной из-за смерти сына, совсем маленькая ещё Гюльчатай… и синеокая девушка в красном сарафане.

    5 ноября 2010 | 13:42

    По пустыни, где смерть скрывает песок, а жизнь предстаёт лишь в виде какой-нибудь омерзительной ящерицы, идёт человек, он не выглядит уставшим, он смело идёт по его собственному пути, ведь в пустыне каждый должен знать свой путь.

    На первый взгляд это типичное описание начала вестерна, сугубо американского жанра про худшее время Соединённых Штатов. Однако, этот фильм, вышедший в 1970-м году стал одним из лучших фильмов советского союза, а для того времени в нём было всё необходимое: патриотический настрой, коммунистический призыв, отвага солдата, любовь к Родине, впрочем последнее можно отнести к первому, но любовь к Родине, выраженная в любовной линии главного героя и его жены Настасьи Петровны, достойна отдельного внимания. Главного героя зовут Товарищ Сухов. Когда вспоминаешь западные истории об освоении Америки, вспоминаешь такие имена героев: Джей — корявая нога, Одинокий Волк, Орёл, Быстрый Ствол, Большая борода, в общем имена, которые обязательным образом отражали способность главного героя или его прошлое, а может какую-нибудь привычку. Так и здесь, после просмотра и не помнишь настоящих имён, главный герой остаётся тем, кем и был — Товарищ Сухов. Первый, кого он встречает на своём пути в сюжете фильма — Саид, такой восточный мститель, в исполнении Спартака Мишулина. Его зарыли по голову в песок, заставив умирать в муках, но ему не страшна не смерть, не боль, не предсмертные муки, не солнце, Правда на его стороне и он делает своё дело — мстит. Сухов и Саид даже похожи друг на друга, но с разницей менталитетов тех мест, откуда каждый из них вышел. Сухов откапывает Саида, при этом шутя и рассказывая истории, снова-таки как типичный ковбой-смельчак.

    Но товарища Сухова история бросает в сторону, ему нужно доставить жён местного бондюгана куда-то, куда его попросили. Нелепый случай ставит его лицом к лицу с опасностью в виде мужа этих дам — Абдулы, который не намерен просто оставить свой гарем. Как и подобает идеальному герою, он берётся за это непростое дело, зная, что его ожидает опасность. В фильмах жанра вестерн существуют звонкие словосочетания, которыми разговаривают герои. Их легко запомнить и они многозначительны: «Тому кинжал хорош, у кого он есть», «Восток — дело тонкое», и, пожалуй, главное: «У него граната не той системы», фраза, которой не было в сценарии, она стала нарицательной. А как же шутки на грани чёрного юмора и юмора в предсмертной ситуации (знаете, когда уже смерть уже дышит в лицо беззащитному герою, вполне смело сострить что-то вроде «Тебе побриться стоило, а потом меня убивать» или конкретный случай: «Попробуй, увернись» (Матрица), Тринити сказала и две минуты ничто Нео не грозит).

    В вестерне всё специально преувеличенно и возведено в абсолют, зло есть зло, добро есть добро, ковбои — фермеры, индейцы — первобытное зло, любовь с первого взгляда — на всю жизнь, смертельный враг так же с первого взгляда признаётся врагом. Есть какая-то обаятельность в такой вот консистенции, что-то интересное и приятное… Со временем вестерн изменился, да и вообще, жанр потерял много со времён классического вестерна и стал просто боевиком о 19-м веке Соединённых Штатов. Но узнать черты настоящего, сухого, жесткого вестерна зрителю так же легко, как полюбить его. Помните перестрелки ковбоев в ваших любимых вестернах? А перестрелки в «Белом солнце пустыни», когда из кольта производится много выстрелов приблизительно в ту сторону, где стоит враг и пули чудесным образом попадают в голову, причём все? Перед вами вестерн.

    17 апреля 2010 | 12:55

    Красноармеец Сухов, спешащий домой к любимой по песками Средней Азии, попадает в передрягу с женами местного бандита Абдуллы и выходит из них с достоинством русского воина.

    Главный советский истерн, он же самый известный фильм Владимира Мотыля, подкупает не глубоким смыслом или закрученным сюжетом, а бесконечным обаянием героев: Сухова — этого простого и веселого русского мужика, который расправляется с бандитами без лишнего пафоса; молчаливого Саида, появляющегося в нужный момент с его «Стреляли»; любознательной, шустрой и наивной в своём восточном менталитете Гюльчатай.

    При всей своей комедийности этот фильм охватывает разные стороны жизни: в нем есть и юмор, разошедшийся фразочками по всему Советскому Союзу, и лирика — в письмах Сухова Катерине Матвеевне; серьезность — в его верности далекой жене, когда он окружен покорными восточными женщинами, трагедия пьющего пропащего Верещагина и его жены и элементы крутого боевика: стрельба на скаку, падения из окон и прикуривание от динамитной шашки.

    «Белое солнце пустыни» — не шедевр мирового кинематографа, а очень родное старое кино, знакомое с детства своими веселыми и душераздирающими моментами.

    7 августа 2014 | 13:03

    Определение жанра фильма Владимира Мотыля. Как противовес американскому вестерну, только с красными и белыми вместо индейцев и ковбоев. Есть и у нас свои бескрайние пустыни, море, песок, лошади, жаркое солнце и не менее жаркое противостояние. А сам фильм представляет собой интересное сочетание разных составляющих.

    Во-первых — экшн-составляющая как в вестерне. Тут и перестрелки разного калибра: напряженные дуэли и более динамичные и масштабные. Присутствуют и сражения «голыми руками». Все они поданы в своеобразном антураже и визуальном виде, упомянутом выше, редко демонстрируемом в нашем кино, но тем самым привлекающем внимание. Во-вторых — сама идея, конфликт. Здесь, как и обычном вестерне, классическое противостояние «красные и белые», только в советском варианте. Довольно четкое разделение на своих и чужих естественным образом определяет симпатии и переживания зрителя.

    Из этого вытекает следующая по очереди, но едва ли не первая по значимости составляющая — актерская игра. При, казалось бы, четком разделении героев на хороших и плохих, черных и белых, актеры создают достаточно выпуклые и интересные образы. Сухов и Абдулла, соответственно Анатолий Кузнецов и Кахи Кавсадзе, основное противостояние, т. е. крайние точки конфликта. При этом нет возведения их в абсолют, т. е. каждый из них обладает харизмой и определенными принципами, среди которых и помощь друзьям, и уважение к врагам. Что сразу придает интерес и понимание их позиций. Второй план тоже хорош, даже более чем: одно упоминание фамилии Верещагин вызывает из памяти запоминающийся образ, едва ли не затмивший основных героев. Человек с четкими и твердыми принципами, честный и способный пожертвовать собой ради правого дела и сам актер Павел Луспекаев колоритный и сыграл так, что даже имя его персонажа подверглось изменению. Запоминаются и остальные персонажи, не менее интересные: Петруха, Саид, Гюльчатай, жена Верещагина Настасья и хорошо сыгранные актерами, соответственно, Николай Годовиков, Спартак Мишулин, Татьяна Федотова, Раиса Куркина.

    Подходя к итогам нельзя не упомянуть: музыкальное сопровождение, а именно балладу «Ваше благородие», жизненная по тексту и запоминающаяся по мелодии, которая явилась основной музыкальной темой к фильму. И то, благодаря чему фильм пошел в народ — большое количество фраз, ставших крылатыми, культовыми и т. п. Благодаря отличному сочетанию вышеупомянутых составляющих фильм стал уже классическим, любимым у многих зрителей, просматриваемым и пересматриваемым даже спустя десятилетия. И что еще можно добавить, если известен факт: «Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают фильм «Белое солнце пустыни».

    9 из 10

    6 апреля 2011 | 20:08

    Тут слов нет. Распирает гордость за наших, сумевших снять такой замечательный фильм. Юмор, улыбка не покидает уст, стихи Окуджавы «Ваше благородие», запоминающиеся фразы, чарующий Восток… Перечислять можно долго.

    Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Смотрите, смотрите! И цените, шайтан вас дери! Такое не забудется. И второго такого фильма не будет. Этот фильм не из тех, в котором охота недостатки подмечать.

    А оценка — предсказуемая. Конечно же,

    10 из 10

    4 сентября 2008 | 22:45

    Такие фильмы трогать нельзя. Про них все всё знают. Все всё знают, а я не знаю почти ничего. Я знаю только, что человека, который снял этот фильм, ровно год как нет в живых.

    Там есть кадр, в самом конце, после того как взорвалась баржа, — женщина бредёт по берегу моря, и ещё неподалёку от неё бежит одинокая неприкаянная лошадка. Такой кадр. Общий план. Берег моря, женщина, лошадь. Масло, холст. Я не знаю, почему всякий раз, когда я смотрю на него, меня не покидает ощущение, что фигурка женщины написана маслом. Я не знаю, как он снят. И спросить не у кого. А когда можно было, я не спрашивала. Я была слишком увлечена собой.

    Изначально там концовка другая была. Освобождённые женщины Востока бежали к мёртвому Абдулле и рыдали над ним. Впрочем, это вы, скорей всего, тоже знаете. Все знают — вестерны, истерны, космонавты и за державу обидно. За державу — обидно. Обидно, что человек, который снимал такие фильмы, бродил потом по развалам «Ленфильма», пытаясь хоть что-то полезное там найти — ради будущего, того будущего, которого у отечественного кино нет, не было и не предвидится. Обидно, что ему пришлось видеть, и принимать, и одобрять, как всё выворачивалось наизнанку, объективы забрызгивались лаком для волос, а всякие идиоты, вроде меня, пороли полную чушь. Про Дзигу Вертова, про «Чапаева», да пусть даже и про «Ослиную шкуру».

    Все всё знают, а я знаю только, что я ничего не знаю. Я знаю, что он снимался на трёхглазый «Конвас». Я знаю, что такое трёхглазый «Конвас», хотя лучше бы мне этого не знать. Я знаю, что больно. Больно брести в отчаянии по берегу моря, когда ничего уже изменить нельзя.

    Сегодня в Питере дождь.

    26 июля 2012 | 08:14

    Владимиру Яковлевичу Мотылю посвящается…



    На уроках литературы, по-моему, в пятом или шестом классе, мы все, наверное, некоторое время изучали славянские былины. Про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Все, полагаю, в сочинениях писали что-то хорошее о России, славянском единстве и колоссальной мощи русского характера. Всякий человек, родившийся и выросший в нашей стране, имеет представление о Змее Горыныче, Бабе Яге и Кощее Бессмертном.

    И честно говоря, я не знаком с человеком, который бы хоть раз не посмотрел «Белое солнце пустыни», которое как славянские сказки рано или поздно появляется на горизонте у любого российского зрителя. Ведь это как игрушка: в 3 года радуют матрёшки, пластмассовые пупсики и погремушки; в 5 нравятся солдатики и боевые машинки; в 7 появляется конструктор; а в девять-десять начинаешь интересоваться кино, и родители вместо «Ну, погоди», «Вини-Пуха» и «Кота Леопольда» показывают простенькую, казалось бы, кино-картинку о среднеазиатских похождениях товарища Сухова, чудака Саида, злодея Абдуллы и его девяти жён, подростка Петрухи и таможенника Верещагина.

    Как будто бы всё ясно с детства. К тому же фильм расчленён на цитаты вдоль и попёрек — огромное количество фраз и словесных эпитетов уже давным-давно «запатентованы» как народная собственность.

    Но, с другой стороны, фильму колоссально не хватает внимания. Зрительского признания от нынешнего I-net поколения. Ведь это произведение является русским от начала и до конца. Пропитанное тонкой любовью к русскому национальному духу и стойкости натуры; наполненное мягкой иронией к недостаткам менталитета и воспевающее силу личности, преданность и долг как высшую ценность в жизни.

    Как говорится, взрослеешь тогда, когда начинаешь осознавать своё предназначение и искать смысл своего существования. Так и «Солнце» одновременно с течением жизни: в 10 лет — увлекательная забава, в 15 — интересное приключение; в 20 — сиюминутное развлечение. В 25 — …

    Знаете, после досадного поражения российской хоккейной сборной от канадской команды весь день пошел насмарку. На работе все злые, я злющий: мат на мате. Пришел домой — и включил «Солнце». Как-то светлее стало…

    27 февраля 2010 | 16:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    книга, 660 руб.
    подробнее

    Новости


    26 марта в России объявят лауреатов первой сценарной премии «Слово», которая носит имя Валентина Черных, автора «Москва слезам не верит», одного из главных советских хитов. О том, почему награждать решили дебютантов и почему этот приз возник именно сейчас, КиноПоиск узнал у соучредителя премии Петра Анурова(...)
     
    все новости

    Интервью


    Несмотря на такую не самую развлекательную тематику, мы постарались сделать фильм без нравоучений, скучных проповедей и излишних сложностей. Вот чего-чего, а учить зрителя мы точно не собираемся — мы просто рассказываем историю. Я постаралась снять фильм так, чтобы вне зависимости от того, что бы в нем ни происходило, он не оставлял ощущения безысходности, зритель в нем всегда переживет катарсис. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 24-25 августа
    Содержание фильмов переполнено обывательщиной и мещанским духом (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1121 897 634
    2.Город героевBig Hero 620 124 166
    3.ИнтерстелларInterstellar15 341 167
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To14 076 545
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 836 019
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1471 709 883
    2.ИнтерстелларInterstellar126 180 648
    3.Город героевBig Hero 632 876 559
    4.Уиджи: Доска ДьяволаOuija28 470 418
    5.SuperняньBabysitting25 806 085
    20.11 — 23.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 985 283792 984
    Деньги751 976 261 руб.178 289 393
    Цена билета251,89 руб.9,79
    20.11 — 23.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    90.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.304
    91.Эффект бабочкиThe Butterfly Effect8.301
    92.Назад в будущее 2Back to the Future Part II8.293
    93.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка8.293
    94.Счастливое число СлевинаLucky Number Slevin8.287
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 293.77%
    17.Человек из А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.68%
    18.Земля будущегоTomorrowland93.56%
    19.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok93.41%
    20.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.31%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 171
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar5
    ИнтерстелларInterstellar291
    SuperняньBabysitting1
    Звезда2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.770
    ИнтерстелларInterstellar8.961
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 27.209
    SuperняньBabysitting7.159
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Ёлки 191425.12
    премьеры