всё о любом фильме:

Белое солнце пустыни

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Мотыль
сценарийВалентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, Марк Захаров
директор фильмаЮрий Хохлов
операторЭдуард Розовский
композиторИсаак Шварц
художникВалерий Кострин, Берта Маневич
монтажВ. Нестерова
жанр боевик, драма, мелодрама, комедия, приключения, военный, ... слова
зрители
СССР  34.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время84 мин. / 01:24
Бесконечная пустыня, боец Сухов, прикуривающий с динамитной шашки, нескладный Петруха с вечно заклинивающей трехлинейкой, обаятельный Верещагин, с надоевшей черной икрой и знаменитыми песнями-балладами, ловкий Саид с незабвенным «Стреляли», злодей Абдулла со своей бандой, любознательная Гульчатай, играющая с черепахою…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм с рабочим названием «Спасите гарем!» снимали в Ленинградской области, в Каракумах и под Махачкалой на берегу Каспия.
    • Интересна судьба главного героя фильма — товарища Сухова. Сначала на эту роль пригласили актера Георгия Юматова. Но у него в то время были серьезные проблемы с алкоголем. И режиссер поставил ему условие: уйдешь в запой — сниму с фильма. Как назло, прямо накануне съемок Юматов «сорвался»: напился и ввязался в драку. Все лицо актера было побито, несмотря на то, что он просил своих обидчиков не оставлять синяков, так как грим не сможет «убрать» фингалы. Но те били именно по лицу. Ни о какой главной роли после этого не могло быть и речи. Тут и пригласили сниматься Анатолия Кузнецова, которого срочно вызвали из Москвы.
    • Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе — настоящая. Актёр Павел Луспекаев явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной поблизости.
    • Среди «жён Абдуллы» были только две профессиональные актрисы, остальных играли баскетболистка, научный сотрудник и продавец. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жён» пришлось дублировать солдатами. Интересно, что местные девушки отказались участвовать в съемках, все девушки игравшие жен были привезены из Москвы.
    • После того, как Верещагин выбрасывает из окна подпоручика из отряда Абдуллы, тот, отряхнувшись и сев на коня, произносит ставшую знаменитой фразу «Да гранаты у него не той системы». Этой фразы в сценарии не было, она родилась экспромтом.
    • По сценарию, Верещагина звали Александр, но Павел Луспекаев вложил в своего героя столько души, что поменялось даже имя персонажа.
    • Актёр Кахи Кавсадзе за всё время съёмок так и не научился ездить верхом. На всех кадрах он либо сидит неподвижно, а лошадь крепко держат под уздцы, либо его носит на плечах другой человек.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В полной версии, в конце фильма — жены выбегают, бросаются к мертвому Абдулле и рыдают. Это эпизод был вырезан цензурой.
    • еще 5 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Этот своеобразный миддл-истерн, то есть среднеазиатский боевик о борьбе с басмачами (хотя, возможно, благодаря его успеху как раз и возникло определение «советский вестерн») стал не только культовым, но и одним из самых любимых фильмов для нескольких поколений зрителей. Так что к 25-летию его выпуска на экран были предприняты попытки назвать лучшим по опросу публики, а потом вручить запоздало Государственную премию России. Что, в общем-то, по-детски наивно и в каком-то смысле всё же оскорбительно по отношению к «Белому солнцу пустыни», якобы зажимаемому властями в апреле 1970 года, когда всё прогрессивное человечество просто обязано было праздновать более славную дату — столетие В. И. Ленина. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 205 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пожалуйста, не подумайте, что пишу отрицательную реценцию специально, из принципа, так как нет ни одной такой. Это самое глупое, что можно делать. Но, люди, ПОЧЕМУ Я НЕ ЛЮБЛЮ ЭТОТ ФИЛЬМ? Классика, бесспорно, общепризнанный факт. Я яростная фанатка советского кинематографа, а «Белое солнце..» яркий представитель его, но я его не люблю. Загадка. Можно сказать только на уровне эмоций.

    Первый раз фильм посмотрела наверное лет в 10, конечно всем домашние в восторге, а у меня осталось какое-то гадкое тоскливо-щемящее чувство в душе после его просмотра, которое так и не покинуло меня. Что это, я не знаю.

    Возможно это пустыня, безмолвная, сухая, серая, которая безусловно является главным героем, которая поглощает всех и вся, как зыбучий песок.

    Вот действительно, можно конечно сказать и про героизм, и про чудный сюжет, и про Екатерину Матвеевну (кажется так её звали), добротную русскую бабу в красной кофточке, которая самозабвенно ждет своего милого Сухова, разгуливающего с чужими женами по пустыне. Но почему я не помню, что бы я хоть раз смеялась? Там был юмор, я знаю, я помню, но фильм настолько тяжелым оказался для меня, что тягостное молчание песков, глухая беготня и редкие выстрелы в картине забили все остальные положительные эмоции. И эти безмолвные старики, сидящие под стеной, и несчастный хранитель музея, и выпачканные в нефтепродуктах женщины… ГРУСТНО как то это, очень печально. Я не говорю, что кино должно только радовать и веселить. В «Экипаже» тоже не было ничего веселого, однако фильм потрясает даже сейчас, несмотря на свои лета.

    Единственный персонаж, который мне очень понравился, которому я сопереживала, это жена Верещагина, потрясающий образ, показательная жена, и как она кричит!!

    5 из 10

    13 мая 2010 | 19:31

    Фильм Владимира Мотыля случился, как случается все самое лучшее в этой жизни — не благодаря чему то, а исключительно вопреки. С самого начала не складывалось абсолютно все: сценарий утвердили на Госкино только с третьей отчаянной попытки. Чехарда с кандидатурами на пост режиссера (Жалакявичус, Чулюкин, Басов, Мотыль) была под стать переписанному пятикратно сценарию. Картина сменила несколько названий: «Басмачи», затем «Пустыня», чуть позже — с наслаждением зарезанное цензурой «Спасите гарем!» и наконец, рожденное коллективным мозговым штурмом — «Белое солнце пустыни». Исполнитель главной роли актер Георгий Юматов умудрился ввязаться в пьяную драку за пару дней до начала съемок и режиссер был вынужден аврально заменить его на дублера Анатолия Кузнецова. Исполнителю роли таможенника Верещагина Павлу Луспекаеву незадолго до съемок хирурги ампутировали обе ступни, и перспектива участия актера в фильме повисла в воздухе. В первый же день приезда весь съемочный реквизит (костюмы и оружие) был украден местными и возвращен обратно только после переговоров с главным криминальным авторитетом города в обмен на обещание снять его в роли одного из басмачей. После невесть откуда взявшихся проливных дождей десятки квадратных метров каракумской пустыни жизнеутверждающе проросли бурьяном, и солдатам местного военного округа пришлось прополкой добиваться описанного сценарием «безжизненного» пейзажа фильма. А когда в первый день съемок вся группа собралась, наконец, у баркаса для ритуала разбития на удачу о его борт шампанского и бутылка разбилась только с третьей нецензурной попытки, кто- то в провисшей тишине обронил: «Одно из двух: либо картина будет г…, либо — шедевр». Мотыль вздохнул: «Ладно, приступаем к работе, а там — видно будет!».

    Культовый революционно-приключенческий байконур-истерн зародился во время одной из встреч сценариста Валентина Ежова с ветеранами Гражданской войны, которые в двадцатые годы прошлого столетия сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспоминал, как беи, спасаясь от настигавших их «красных» отрядов, бросали на произвол судьбы в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик мимоходом заметил, что женщины в паранджах доставляли им в пустыне немало хлопот. Вцепившаяся мертвой хваткой в эти слова фантазия сценариста всего за полтора месяца дорисовала трагикомическую диспозицию фильма. Красноармеец Сухов, возвращающийся после войны домой через пески Средней Азии; встретившийся ему по пути гарем главаря басмачей Абдуллы, и последующая, «до последней капли крови», битва с местными банд-формированиями в дислокации, бывшего царского таможенного российского форпоста на Каспии. Экспериментальной Творческой Киностудией Мотылю был дан карт-бланш, конфискованный сразу же после того, как съемки двухсерийного советского боевика с восточным колоритом были завершены. Из двух серий было приказано сделать одну, полностью переснять финал, кастрировать и так уже куцую (и это при богатейших то потенциальных возможностях гаремной тематики!) эротику, и вообще…от греха отложить ленту подальше в закрома. Фильм спасла от забвения не иначе как сама госпожа Удача — частный киносеанс на даче Генсека СССР Брежнева.

    Фильм-легенда… И фильм-дуэль! Советский рублевый вызов «долларовой» трилогии, миддл-истерн против спагетти-вестерна, Мотыль против Леоне. Лукавый прищур Кузнецова («павлины говоришь…хех!») — наш ответ хищному оскалу Иствуда. Не берущий мзду и обидчивый за всю державу таможенник, одним взглядом исподлобья затмевающий местечково ответственного лишь за свой городишко шерифа. Бандит Абдулла, гордый профиль и орлиный разворот плеч (ах, шайтан, может не так уж и плохо быть его одиннадцатой любимой женой?) — без боя взятый статус альфа-самца в списке самых неотразимых негодяев в истории кино. Изощренность восточного коварства басмачей («хочешь, мы заплатим золотом?») — в пику берущим нахрапом пенкиппским «диким бандам». Именные наганы против смит-вессоновских кольтов; наша сорокоградусная рекой против их постаканно дозированного виски; стенько-разинская романтика захвата баркаса, противопоставленная классическому алгоритму ограбления поезда. Неспешная прогулка с чайничком наперевес сквозь раскаленное марево среднеазиатской пустыни — старательно сдерживаемая улыбка над медитативным покачиванием в седле по мексиканским прериям. Черная икра ложками — неприкрытая насмешка над мелочевкой рассыпного золота калифорнийской лихорадки. Смекалка, вставленная запалом в непререкаемый аргумент — ящик динамита — это сто очков вперед ковбойскому тет-а-тет пижонству на площадях под часами. И наконец, уже откровенная издевка над «непокобелимыми» канонами брутальнейшего из жанров: путающийся весь фильм под ногами полигамный батальон «товарищей женщин», как символ извечно несчастной бабской доли, сыгранный к тому же большую, «пустынную» часть фильма мужской половиной съемочной группы.

    Разумеется, по госзаказу. Естественно, чтобы доказать: «наши истерны — самые истерновые истерны в мире». Конечно же, по старинной русской традиции «хорошему вору все впору» — скалькированое. Но в то же время — не имеющее аналогов в мировой кинематографии. Двух, трех, а иногда и четырехслойные провокационные детали и подтексты, контрабандно спрятанные режиссером в фильме. Принципиально иная мотивационная изнанка фильма, сотканная из особым образом скроенного менталитета. Основа — та самая, не подводимая ни под какую идеологическую базу и выходящая за рамки любой патриотической пропаганды тяга к развесистым березкам и тоска по разлюбезной Екатерине Матвевне. Чисто русский, мересьевский подвиг актера Павла Луспекаева, снимавшегося с адской болью в кровоточащих ногах в его последнем в жизни фильме без костылей и дублеров. Принцип «сам пропадай, а других выручай», завернутый в паранджу восточного фатализма «кисмет» и для пущей надежности еще и трижды перекрещенный нашим «авось». Товарищ Сухов, которого Мотыль позаимствовал из народных сказок о смышленом солдате, что шел с двадцатилетней верной службы царю-батюшке в родную деревеньку и умудрялся по пути семерых одним махом уложить, кашу из топора сварить, да еще и Гюльчатай Прелестную ординарцу Петрухе добыть. Мощный, колоритный типаж таможенника Верещагина, за которым режиссер нырнул еще глубже — в записанные на жесткий подкорковый диск кластеры древних богатырских былин. Но самое гениальное изобретение фильма — рвущаяся, как журавль в небо, сквозь морзянку выстрелов истосковавшаяся душа солдата, по-крестьянски обстоятельно расписанная в письмах к любимой женщине.

    Который бы раз не смотреть — нет-нет да и подловишь себя на невольной улыбке. Всякий раз снова сдавит до боли в груди: «Только бы доплыл…Только бы не поверила…Только бы не обознался…» Как бы хотелось, чтобы слова «сиквел» и «римейк» не коснулись этого необыкновенного фильма. Чтобы память отцифровала его магию нетронутой и без ограничения срока давности. Потому как настоящее, душевное, родное, растасканное на байки и анекдоты, принятое всем сердцем и всенародно выбранное для прощального просмотра перед прыжком в антигравитационную вечность — рождается очень и очень редко. Как правило — случайно, как принято у нас — вразрез и почти всегда — вопреки.

    Госпоже Удаче

    3 августа 2011 | 13:16

    Это великолепный фильм, который полюбило не одно поколение зрителей. Многие не только о Гражданской войне, но и о Советском союзе знают лишь по документальным фильмам и учебникам истории, но всё равно садятся у телевизора в ожидании очередного показа «Белого солнца пустыни». Никто не спорит: проще купить диск, но видимо от родителей передалась ностальгия по тем временам, когда этот фильм по настойчивому указанию Брежнева пустили в кинотеатры. Пусти его сейчас — народ бы пошёл, отчего же не пойти.

    Экспериментальное творческое объединение Владимира Мотыля, Анатолия Кузнецова, Спартака Мишулина, Кахи Кавсадзе, Николая Годовикова, Павла Луспекаева, Исаака Шварца и многих других подарило нам этот шедевр, неотъемлемую часть фольклора, которую легко смотреть. Лента опередила своё время, она и сейчас увлекательна, потому что забавные попытки «насаждения» единожёнство сменяются перестрелкой, а гибель Петрухи и Верещагина вызывает глубокую печаль. Жалко, Луспекаева, совершившего подвиг (смертельно болея, снялся он в этом фильме) и похвально, что год назад ему поставили памятник. От таможенной службы.

    Да, очень многие фразы из фильма разошлись по странам бывшего СССР. Все прекрасно знают, откуда выражение «Товарищи женщины!» или кто такая Катерина Матвевна (с философской точки зрения в этом образе представлена сама Россия, чьи зелёные луга и деревья противостоят песчаным дюнам). А уж песню «Ваше благородие» одной из первых играют начинающие гитаристы, да и многие другие не против спеть её в хорошей компании. Она так же бессмертна, как и само «Белое солнце пустыни».

    Нашего «человека без имени» зовут Фёдор Иванович Сухов, и он так же проворен в обращении с оружием, как герой Клинта Иствуда. А ещё спокойно прикуривает от динамитной шашки и не теряет своего чувства юмора. Нехорошо, конечно, называть этот фильм «истерном» — это говорит о том, что мы сравниваем картину с западными аналогами и противопоставляем «Дикому западу» средний восток, который, как известно, дело тонкое. Все герои хороши, и в наше время, когда никто особо не стремится догнать и перегнать Америку, эта простая истина становится такой очевидной.

    «Белое солнце пустыни» великий фильм, жаль, что мы не скоро увидим в кинотеатрах что-либо подобное.

    12 июня 2009 | 17:22

    Невыносимая жара. Пустыня, словно белая простыня, ровно застеленная на уютной постели. Кругом настолько тихо, что можно услышать визг тушканчика. По этой безлюдной местности шагает неутомимый, бесстрашный командир Федор Сухов. Своими тертыми ботинками он жестко топчет мягкий песок, идет так, как будто танк по грунтовой тропинке. Одет он исключительно по «моде»,на нем:белая рубаха, светло-коричневые штаны, заправленные в испачканные портки и белая фуражка, на которой сверкает «красная звезда».

    Ходит, долго ходит, практически не останавливаясь, но всё же в один момент видит закопанного до шеи незнакомца-Саида. Откопав его, дает ему немного пищи и воды и направляется в лагерь, где ему поручает задание, а именно поймать самого неугомонного и упрямого разбойника-Абдуллу.

    Этот фильм был положен на полку и был близок к утилизации, но по какими то необузданным обстоятельствам, фильм оказался в кинопроекторе самого Леонида Ильича. Многими кинокритиками он был посрамлен, но истинные ценители еще в то время гласили об уникальности фильма. Самыми ярыми поклонники этого фильма стали космонавты. Бурный интерес космонавтов к этой картине неверное навсегда останется загадкой. Вы не представляете, но они это фильм практически знают наизусть, смотрели его каждый раз перед новым полетом, а возвращаясь снова и снова его пересматривали. Прошли года и «Белое солнце пустыни» стал культовым не только среди космонавтов, но и среди оставшегося населения советского союза. Оно и не удивительно, ведь фильм снимал гениальнейший режиссер-Владимир Мотыль.

    Владимир Мотыль никогда не снимал масштабное кино, да он и даже не пытался, он снимал исключительно для народа. Начиная фильмом про великую революцию на Памире, заканчивая «Богровым цветком снегопада». Все фильмы Мотыля очень разные, но все они по своему прекрасны. Хоть и «Звезда пленительного счастья» поклонниками режиссера считается его лучшим фильмом, я все думаю, что лучший фильм Владимира Мотыля-«Белое солнце пустыни». Почему я так считаю?Да потому что, такого необычного фильма, за исключением некотрых картин Андрея Тарковского, не было. Оригинальный сюжет. Настоящий вестерн, только наш-Советский. Сюжетная линия настолько захватывающая, что постоянно держит в напряжении, а как же блистателен Анатолий Кузнецов. Безусловно его лучшая роль, просто бесподобно. Не менее прекрасен и Павел Луспакаев. Стоя ему хлопаю, ведь совсем больной уже играл, тяжело было но играл. Я считаю без его игры в роли отставного командира-Верещагина, фильм утратил бы свою некую изюмину, а именно бесподобный юмор в исполнении гениального актёра, который нам запомнится на всю жизнь. Так же стоит отметит талантливейшего композитора-Булата Окуджаву. Его песня «Ваше благородие, госпожа удача» навсегда останется в сердцах каждого человека, посмотревший этот фильм.

    В итоге мы получаем-потрясающий, остросюжетный боевик, с элементами комедии и драмы. Фильм, который подарил нам незабываемые ощущения после просмотра, который хочеться смотреть снова и снова. Фразы, произносимые в фильме, например «Восток-дело тонкое» или «Я мзду не беру, мне за державу обидно» «Допью и брошу» стали крылатыми и по сей день мы их используем при подходящих обстоятельствах.

    Культовый фильм снятый гениальным режиссером, в лучших традициях Владимира Мотыля!

    15 декабря 2014 | 05:23

    Начало двадцатых годов двадцатого столетия, пустыня возле Каспийского моря. Оттуда возвращается домой некий товарищ Сухов, по совместительству красноармеец и просто хороший человек. По дороге встречает он разных колоритных личностей и узнает, что в округе зверски орудует некий Абдулла, задумавший перед переездом убить весь свой многочисленный гарем (традиция такая, если что). Естественно, наш герой не мог пройти мимо такого безобразия и не показать нечестивому басурманину кузькину мать.

    Совершенно поразительно, как при такой завязке, граничащей между националистической агиткой и треш боевичком, получилась такая трогательная история про мир, дружбу, любовь и взаимопонимание. Да еще и по мнению многих, первый советский вестерн.

    «Белое солнце…» один из тех фильмов, про которые расскажешь непосвященному человеку — не поверит, а как посмотрит — разбирает на цитаты и называет девушек «товарищами». Что уже удивительно, учитывая, что персонажей трудно назвать особо разговорчивыми, но вот как скажут — так прямо в цель.

    Чего не отнять у всего советского кинематографа в целом, так это поразительного умения показывать максимум при минимуме выразительных средств, делать практически лишенное эмоций, но очень чувственное кино. В доброй части фильма напрочь отсутствует как саундтрек (но, как и с диалогами, мало, но зато точно в цель) так и вообще звуковое оформление, что нисколько не мешает восприятию фильма, а даже наоборот, способствует большему погружению, никак от этого не отвлекая. Действие неторопливое, но со своим ритмом и захватывает сильнее доброй части современных экшн-фильмов.

    Удивительным образом жестокий реализм происходящего, сочетается с милой наивностью рассказчика. Совмещаются совершенно противоположные и вроде бы несовместимые вещи. Порой в пределах одной сцены одновременно хочется как плакать, так и смеяться.

    Даже главному злодею, несмотря на полное отсутствие положительных черт, как-то немного, но сопереживаешь, прям понимаешь по-человечески, очень проникновенная игра Кахи Кавсадзе. Чего уж говорить про положительных персонажей (среди которых особенно отличились Спартак Мишулин и Павел Луспекаев), и в частности главного героя в исполнении Анатолия Кузнецова (ну копия же Клинта Иствуда!), ставшего чуть ли не идеалом поколения.

    Конечно же, для фильма снятого к столетию рождения В. И. Ленина без политической подоплеки никак нельзя было обойтись. Но здесь она достаточно условна и куда большее значение уделяется не ей, а российскому (именно российскому, а не советскому) менталитету.

    Можно долго спорить, что вообще перед нами: вестерн, истерн, комедия, боевик, драма или еще что-то, не думаю, что режиссер вообще ставил перед собой задачу сделать жанровое кино. Перед нами бытописание, как бы это ни казалось странным при таком сюжете. Причем бытописание с учетом русского менталитета и национального колорита в целом. Своеобразная сферическая Россия в вакууме и вообще непривычных условиях.

    Нынешнему, неискушенному советским кинематографом человеку, так и хочется произнести страшно слово «арт-хаус», и недоумевать, как такая причудливая лента смогла понравиться такому количеству людей и стать действительно всенародно любимой. Некоторые с умным видом скажут «классика постмодернизма», а третьи просто «душевно» и окажутся умнее.

    7 июня 2012 | 14:37

    Бесспорно один из лучших фильмов советского кинематографа! Не раз пересматривал, очень люблю этот фильм, хотя мне всего 21 год. Фильм затрагивает и тему русского человека, и русского солдата, и советского союза, и востока, и родины. После него пробирает чувство патриотизма и гордости за державу, за которую, конечно, обидно.

    Любимый саундтрек. Считаю, что фильм достоин места в топ-100 рядом с «Судьбой человека», «Зорями» и другими шедеврами!

    8 ноября 2009 | 05:51

    Владимиру Яковлевичу Мотылю посвящается…



    На уроках литературы, по-моему, в пятом или шестом классе, мы все, наверное, некоторое время изучали славянские былины. Про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Все, полагаю, в сочинениях писали что-то хорошее о России, славянском единстве и колоссальной мощи русского характера. Всякий человек, родившийся и выросший в нашей стране, имеет представление о Змее Горыныче, Бабе Яге и Кощее Бессмертном.

    И честно говоря, я не знаком с человеком, который бы хоть раз не посмотрел «Белое солнце пустыни», которое как славянские сказки рано или поздно появляется на горизонте у любого российского зрителя. Ведь это как игрушка: в 3 года радуют матрёшки, пластмассовые пупсики и погремушки; в 5 нравятся солдатики и боевые машинки; в 7 появляется конструктор; а в девять-десять начинаешь интересоваться кино, и родители вместо «Ну, погоди», «Вини-Пуха» и «Кота Леопольда» показывают простенькую, казалось бы, кино-картинку о среднеазиатских похождениях товарища Сухова, чудака Саида, злодея Абдуллы и его девяти жён, подростка Петрухи и таможенника Верещагина.

    Как будто бы всё ясно с детства. К тому же фильм расчленён на цитаты вдоль и попёрек — огромное количество фраз и словесных эпитетов уже давным-давно «запатентованы» как народная собственность.

    Но, с другой стороны, фильму колоссально не хватает внимания. Зрительского признания от нынешнего I-net поколения. Ведь это произведение является русским от начала и до конца. Пропитанное тонкой любовью к русскому национальному духу и стойкости натуры; наполненное мягкой иронией к недостаткам менталитета и воспевающее силу личности, преданность и долг как высшую ценность в жизни.

    Как говорится, взрослеешь тогда, когда начинаешь осознавать своё предназначение и искать смысл своего существования. Так и «Солнце» одновременно с течением жизни: в 10 лет — увлекательная забава, в 15 — интересное приключение; в 20 — сиюминутное развлечение. В 25 — …

    Знаете, после досадного поражения российской хоккейной сборной от канадской команды весь день пошел насмарку. На работе все злые, я злющий: мат на мате. Пришел домой — и включил «Солнце». Как-то светлее стало…

    27 февраля 2010 | 16:22

    Крайне сложно писать отзывы от ТАКИХ фильмах. Эта задача настолько сложна, как написать, к примеру, сочинение по «Золотому Теленку» или проанализировать песни, которые пела твоя мать возле твоей колыбели.

    Что можно сказать о фильме, который моногие уже не воспринимают как самостоятельное произведение, но как один из столпов самобытной национальной культуры, формирующий русской менталитет и оказывающий мощнейшее формирующее позитивное влияние на традиционный русский архетип?

    Ведь именно этот фильм смотрели (и смотрят, если я не ошибаюсь) наши космонавты перед стартом, именно его смотрели наши гениальные советские хоккеисты перед решающими матчами. Какие еще примеры могут сильнее и ярче показать нам общечеловеческую значимость этого шедевра?

    Я считаю, у нас снято немного фильмов, подобных этому, ведь мало кто будет спорить, что «Белое солнце…» очень полезно ввести в обязательную школьную программу для воспитания нормальных русских людей, ибо этот фильм вечен и непреходящ и одинаково интересен и полезен людям разных возрастов и социальных слоев… Редкий фильм, способный легко и мягко привести к катарсису у зрителя…

    Раскладывать по полочкам этот шедевр для меня задача непосильная… Да и немногим, я думаю, она по плечу. Ведь есть немало чудес на свете, которые не способен объять человеческий разум. «Белое солнце…» — одно из них.

    22 июля 2008 | 18:33

    По пустыни, где смерть скрывает песок, а жизнь предстаёт лишь в виде какой-нибудь омерзительной ящерицы, идёт человек, он не выглядит уставшим, он смело идёт по его собственному пути, ведь в пустыне каждый должен знать свой путь.

    На первый взгляд это типичное описание начала вестерна, сугубо американского жанра про худшее время Соединённых Штатов. Однако, этот фильм, вышедший в 1970-м году стал одним из лучших фильмов советского союза, а для того времени в нём было всё необходимое: патриотический настрой, коммунистический призыв, отвага солдата, любовь к Родине, впрочем последнее можно отнести к первому, но любовь к Родине, выраженная в любовной линии главного героя и его жены Настасьи Петровны, достойна отдельного внимания. Главного героя зовут Товарищ Сухов. Когда вспоминаешь западные истории об освоении Америки, вспоминаешь такие имена героев: Джей — корявая нога, Одинокий Волк, Орёл, Быстрый Ствол, Большая борода, в общем имена, которые обязательным образом отражали способность главного героя или его прошлое, а может какую-нибудь привычку. Так и здесь, после просмотра и не помнишь настоящих имён, главный герой остаётся тем, кем и был — Товарищ Сухов. Первый, кого он встречает на своём пути в сюжете фильма — Саид, такой восточный мститель, в исполнении Спартака Мишулина. Его зарыли по голову в песок, заставив умирать в муках, но ему не страшна не смерть, не боль, не предсмертные муки, не солнце, Правда на его стороне и он делает своё дело — мстит. Сухов и Саид даже похожи друг на друга, но с разницей менталитетов тех мест, откуда каждый из них вышел. Сухов откапывает Саида, при этом шутя и рассказывая истории, снова-таки как типичный ковбой-смельчак.

    Но товарища Сухова история бросает в сторону, ему нужно доставить жён местного бондюгана куда-то, куда его попросили. Нелепый случай ставит его лицом к лицу с опасностью в виде мужа этих дам — Абдулы, который не намерен просто оставить свой гарем. Как и подобает идеальному герою, он берётся за это непростое дело, зная, что его ожидает опасность. В фильмах жанра вестерн существуют звонкие словосочетания, которыми разговаривают герои. Их легко запомнить и они многозначительны: «Тому кинжал хорош, у кого он есть», «Восток — дело тонкое», и, пожалуй, главное: «У него граната не той системы», фраза, которой не было в сценарии, она стала нарицательной. А как же шутки на грани чёрного юмора и юмора в предсмертной ситуации (знаете, когда уже смерть уже дышит в лицо беззащитному герою, вполне смело сострить что-то вроде «Тебе побриться стоило, а потом меня убивать» или конкретный случай: «Попробуй, увернись» (Матрица), Тринити сказала и две минуты ничто Нео не грозит).

    В вестерне всё специально преувеличенно и возведено в абсолют, зло есть зло, добро есть добро, ковбои — фермеры, индейцы — первобытное зло, любовь с первого взгляда — на всю жизнь, смертельный враг так же с первого взгляда признаётся врагом. Есть какая-то обаятельность в такой вот консистенции, что-то интересное и приятное… Со временем вестерн изменился, да и вообще, жанр потерял много со времён классического вестерна и стал просто боевиком о 19-м веке Соединённых Штатов. Но узнать черты настоящего, сухого, жесткого вестерна зрителю так же легко, как полюбить его. Помните перестрелки ковбоев в ваших любимых вестернах? А перестрелки в «Белом солнце пустыни», когда из кольта производится много выстрелов приблизительно в ту сторону, где стоит враг и пули чудесным образом попадают в голову, причём все? Перед вами вестерн.

    17 апреля 2010 | 12:55

    Давеча посмотрел. Впервые. Ну, так получилось. Сколь не брался, то не с начала, то не до конца и т. д. Как-то не цепляло. А куда ни глянь — всюду не иначе как культовым фильмом называется. Ну, вот и решил — пора! Вдруг дельное кино почем зря «пропадает».

    Посмотрел. Нет, что ни говори, а видал я картины и получше. Не пожалел ни чуточки, что только теперь довелось «познакомиться поближе». Не моё. Главное, столько хвалебных отзывов, казалось бы, успех гарантирован, а вот не сложилось.

    Самая главная проблема, на мой взгляд, кроется в сценарии. И дело даже не в идеологии — поправку на время сделать довольно легко — нам не привыкать, просто он показался мне малоинтересным и весьма мутным с точки зрения содержания. Совершенно непонятны мотивы поведения главных героев. В первую очередь, таможенника Верещагина. Столько слышал я об этой роли, и что памятники ему ставили, и что, якобы, фотографии в кабинетах соответствующих начальников висят, и пр., и пр. А за что?! В переломное для страны время человек, по большому счету, не имеющий никаких политических убеждений, делает свой выбор в последний момент, руководствуясь, возможно, минутной слабостью (чувство жалости и всё такое), поступает крайне неразумно и в результате собственной оплошности погибает. В чем героизм?! Кому поются оды?! Чудно, ей богу. Или, скажем, Саид. Вот ведь тоже кино! Про таких обычно говорят: «7 пятниц на неделе». То одно, то другое. То за тех, то за этих. Ну, что за суета?! Личная благодарность? Без проблем. Но ты ж определись, что для тебя важнее-то! А Петруха? Вообще цирк! И сам по дурости погиб, и, в принципе, как показали дальнейшие события, Верещагину аналогичный финал обеспечил. Да даже Сухов при всей его убежденности и правильности, по сути дела, заварил всю эту кашу исключительно из-за десятка «юбок», которым отлично жилось и при «прежнем режиме». Фарс какой-то, а не революция.

    Короче говоря, здравого смысла во всей этой истории — ноль. И, прямо скажем, жаль, что оно так, поскольку в остальном картина, конечно, заслуживает внимания. Понятно, что легендарная песня, но, помимо нее, еще и отличные актерские работы (очень понравился С. Мишулин в роли Саида, к примеру), юмор («Ты как здесь оказался? — Стреляли!» и др.) — видно, что толково сделано, но… Ни о чем! А, согласитесь, вряд ли станешь пересматривать фильм, идея которого осталась для тебя чем-то чуждым и бесконечно далеким.

    8 из 10

    15 июня 2009 | 15:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 289 руб.
    книга, 660 руб.
    подробнее

    Новости


    26 марта в России объявят лауреатов первой сценарной премии «Слово», которая носит имя Валентина Черных, автора «Москва слезам не верит», одного из главных советских хитов. О том, почему награждать решили дебютантов и почему этот приз возник именно сейчас, КиноПоиск узнал у соучредителя премии Петра Анурова(...)
     
    все новости

    Интервью


    Несмотря на такую не самую развлекательную тематику, мы постарались сделать фильм без нравоучений, скучных проповедей и излишних сложностей. Вот чего-чего, а учить зрителя мы точно не собираемся — мы просто рассказываем историю. Я постаралась снять фильм так, чтобы вне зависимости от того, что бы в нем ни происходило, он не оставлял ощущения безысходности, зритель в нем всегда переживет катарсис. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    18 мая во всем мире отмечают День музеев. Возможно, кому-то кажется, что музейная жизнь скучна и некинематографична, но это вовсе не так. КиноПоиск опросил знакомых музейных работников и составил список фильмов, в которых фигурируют музеи и их сотрудники. Перечень получился внушительным. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 24-25 августа
    Содержание фильмов переполнено обывательщиной и мещанским духом (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Земля будущегоTomorrowland32 972 000
    2.Идеальный голос 2Pitch Perfect 230 830 000
    3.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road24 815 000
    4.ПолтергейстPoltergeist22 600 000
    5.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron21 691 000
    22.05 — 24.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Земля будущегоTomorrowland194 909 197
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road137 788 937
    3.Век АдалинThe Age of Adaline19 020 834
    4.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron13 675 819
    5.Одной левой10 698 111
    21.05 — 24.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 527 75636 900
    Деньги409 819 420 руб.19 512 380
    Цена билета268,25 руб.6,14
    21.05 — 24.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    15.ПрестижThe Prestige8.636
    16.Игры разумаA Beautiful Mind8.634
    17.Криминальное чтивоPulp Fiction8.623
    18.Операция «Ы» и другие приключения Шурика8.615
    19.Властелин колец: Возвращение КороляThe Lord of the Rings: The Return of the King8.603
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.ДэдпулDeadpool94.25%
    22.Черная мессаBlack Mass94.21%
    23.007: СПЕКТРSpectre94.20%
    24.ГоловоломкаInside Out94.20%
    25.ПрогулкаThe Walk94.09%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Похищение Фредди ХайнекенаKidnapping Mr. Heineken5
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas7
    До смерти красива3
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road140
    Земля будущегоTomorrowland36
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Земля будущегоTomorrowland6.497
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.491
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas7.026
    Хранитель ЛуныMune, le gardien de la lune
    Век АдалинThe Age of Adaline7.610
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    ШпионSpy04.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры