всё о любом фильме:

Край

год
страна
слоган«Предельная скорость и беспредельная страсть»
режиссерАлексей Учитель
сценарийАлександр Гоноровский
продюсерАлексей Учитель, Александр Максимов, Константин Эрнст
операторЮрий Клименко
композиторДэвид Холмс
жанр драма, история, ... слова
бюджет
$11 000 000
сборы в России
зрители
Россия  872.4 тыс.,    Украина  64.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время110 мин. / 01:50
Номинации:
В августе 1945-го в далекий поселок с названием Край с войны возвращается бывший танкист Игнат, чья страсть — паровозы. Он узнает, что на уединенном острове с довоенных времен брошен немецкий паровоз, и принимается его восстанавливать. Но, оказывается, у паровоза уже есть имя — «Густав», и есть хозяйка — Эльза, дочь немецкого инженера, арестованного в начале войны. Да и для сельчан одержимый мечтой, свободный Игнат — чужак. Страсти закипают шекспировские, причем в них задействованы не только люди, но и несколько паровозов, почти живые существа, у каждого свое имя…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.50 (2026)
ожидание: 75% (2237)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 3 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • «Гайка», которую откручивают на паровозе Владимира Машкова, на самом деле — заглушка штуцера углеполивочного рукавчика, находится она на водопитательном инжекторе, а не на котле. При неработающем инжекторе из этого штуцера не пошло бы вообще ничего, при работающем — полилась бы вода. Кроме того, видно, что пробка, откручивающаяся от вибрации, сидит очень свободно и пропускает она не пар, а воду.
    • У фильма было 109 вариантов сценария.
    • Дед Владимира Машкова был машинистом паровоза, как и главный герой фильма.
    • В паровозе СО18, который ведёт герой Сергея Гармаша, на потолке паровозной будки укреплён динамик радиостанции 42РТМ, которая появилась лишь в 1980-х годах.
    • Паровоз Ов, простоявший на изолированной ветке в тайге без движения минимум 4 года, по версии создателей фильма снаружи покрылся не ржавчиной, а мхом. Но внутри паровозной будки видна топка, котловая арматура, всё это относительно недавно покрашено, там же на котле заботливо укреплён набор рожковых ключей.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7012 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вот уже прошла неделя с того момента, как я посмотрел фильм, но я до сих пор не могу забыть его!

    Я очень рад, что в России сняли такой замечательный фильм. Еще до начала сеанса я думал, что фильм будет удачным. но «Край» превзошел все мои ожидания! Обо всем по порядку и коротко.

    Игра актеров потрясающая. Они сумели полностью донести атмосферу фильма, чувства своих персонажей, их переживания. Машков, Гармаш, Горбунов, Баширов — вне всяких похвал. Все они как будто всю жизнь были этими людьми.

    Операторская работа на высоте. Эти кадры тайги, гонка паровозов и т. д. оставили неизгладимое впечатления. Браво!

    Музыка тоже на высоком уровне.

    Вообще хвалить данный фильм можно бесконечно! «Край» смотрится на одном дыхании, даже после окончания фильма зрители не торопились вставать со своих кресел.

    Знаете, чтобы и не говорили о нашем кинематографе, лично для меня в России снимают замечательные и бесподобные фильмы, в которых есть душа, чего нет в американских шаблонных фильмов!

    Все обязательно идите на этот фильм!

    30 сентября 2010 | 17:22

    На Руси к убогим издревле относились с жалостью. Старались их не забижать. А и, правда, что с убогого возьмешь? Важно различать истинно убогого от надевшего маску оного. Давеча возле известного собора в Москве я наблюдал сцену: калека, типа без ноги, при входе просил милостыню. Ему, убогому, ясное дело, подавали.

    Каково же было мое удивление, когда у него затренькал телефон и «убогий» проворно подскочил на ОБЕ ноги (вторая, очевидно, моментально отросла) и отошел за угол. Я немало видел телефонов, но с уверенностью скажу, что достал он из дырявых порток СМАРТФОН! Не меньше. С таким широким экраном я знаю целую линейку недешевых аппаратов. Вот тебе батюшка, и Юрьев День! Вот тебе и убогий…

    В картине «Край» мы также будем иметь дело с фальшивой убогой. Вернее, вынужденно фальшивой и вынужденно же убогой. И такое бывает, если события происходят на Руси-матушке. А еще причудливости добавляет тот факт, что российским убогим становится подданный иностранного государства… Весьма симпатичный подданный, должен я признать по-мужски, если отмыть и почистить с нее накипевшую таежную грязь. Тайга от автора далеко, а вот актер Владимир Машков туда добрался в образе машиниста Игната. Именно Владимир сыграл своеобразную роль Мойдодыра, сначала отмыв убогое создание, а затем снова законсервировал.

    Да, следует признать, что в фильме «Край» Владимир Машков и вовсе на себя не похож. Я недавно, пару недель назад, посмотрел с ним «Домовой», где он играет киллера. Холодного, расчетливого. В «Кандагаре» — тоже его амплуа — весельчак, бабник. В «Крае» же его герой Игнат — малость шибанутый на голову, как лично мне показалось. Вскоре авторы картины дают пояснение: время действия — сразу после ВОВ. Фронтовики вчерашние пашут на самых разных работах.

    Игнат — машинист, и машинист от Бога. Я не знаю, кто консультировал Владимира Машкова по управлению древними паровозами, но в картине «Край» он лихо орудует всякими рычагами, молниеносно швыряет уголь и дрова в топку, да еще здорово кумекает в давлениях пара. А на фронте Игнат подвергся контузии и теперь периодически у него приключаются припадки.

    Припадки припадками, а мужицкое дело Игнат знает. Как женщину у напарника увести, да мозги ей запудрить. Но не только женщину. Еще и паровоз у коллеги также умыкнуть. Или расколошматить. Для диалогов герой Машкова избирает язык жестов: он сначала бьет по физиономии собеседнику, и только затем задает и отвечает на вопросы. Контуженный, что с него взять!

    Давно примечено, что у человека, которого толпа считает немножко «не того», открывается некий «третий глаз». Способность видеть и обнаруживать скрытые явления и предметы. Экстрасенсы ищут угнанные машины по фото. А Игнат находит заросшую рельсовую дорогу, а на ней — паровоз! Еще довоенный. За годы порос металл мхом.

    Казалось, мертвая глыба железа, о которой все забыли в чаще таежной. А к паровозу в довесок предлагает тайга живого человека — одичавшую за многие годы одиночества молодую немку Эльзу (актриса Аньорка Штрехель). Что Эльза — дикая, что Игнат — дикий. Та в него из ружья палит, а мужик не знает, то ли придушить ее, то ли любить.

    А в каких видах все это авторы снимали! Бескрайние просторы русской тайги. Как же она смотрится умильно с экрана. А вот оказаться там в реальности — дело иное. Тайга — она ведь живая. Медведи, рыси, волки…Игнат умудряется вдохнуть жизнь и в мертвый паровоз. Удивительно выглядит общение двух персонажей — Игната и Эльзы. Она шпарит по-немецки, он по-русски, и прекрасно друг дружку понимают. Дикие персонажи вместе трудятся, чтобы выехать на паровозе на большую землю и благодаря знаниям Игната, да русскому «авось» им это удается!

    Откуда взялась симпатичная (если отмыть) молодая немка в тайге — будет рассказано в фильме. И это правильно, потому как, прямо скажем, я бывал в тайге и скажу, что нечасто можно встретить там не только иностранца, но и просто человека. А тут девушка всю войну просидела в лесной глуши. Людей не видела, дичала. Прямо скажем, что подобный поворот сюжета авторами придуман весьма удачно. В чем его привлекательность? В неожиданности. Странная история любви русского мужика, не юнца, прямо скажем, и двадцатилетней немки, что как снежный человек много лет подряд существовала вне цивилизации.

    Как водится, у немки есть неоплаченный счет: отомстить за смерть своего отца, убитого еще до войны главным злодеем фильма — директором лагеря по фамилии Фишман (актер Сергей Гармаш). Что у актера Гармаш здорово поставлено, так это глотка! В фильме «Край» он почти все время либо орет, либо приказывает. Или все вместе — одновременно. Ох! Думаю, из актера Сергея Гармаша отличный командир бы вышел в армии. Без шуток.

    Главным героям — злодею и дикому машинисту — предстоит сойтись в схватке на паровозах. Погоня одного за другим, как я считаю, лучшая сцена в фильме. Все мы зрители уже многое видали: автопогони, погони на катерах, карусели на самолетах, преследование на подводных лодках. А тут — на почерневших паровозах. Мне, как зрителю, данная новизна пришлась по душе. Также мы видим не гламурненького Машкова (типа упакованный киллер или рафинированный летчик), а самый что ни на есть чумазый и бритый машинист. Весь в масле и угольной копоти. Этакий прокопченный угорь — вот каков Машков в фильме! А его напарница Эльза (Аньорка Штрехель) получилась как сельдь под белым луком. И темная, и яркая одновременно.

    Фильм «Край» — история про людей. Здесь нет феерических боевых сцен с кучей падающих трупов. Житейская, но очень необычная история. Мне работа Машкова пришлась по душе в этом фильме. Даже язык простого мужика здесь идет Владимиру больше, чем в том же «Домовом».

    И еще меня поразил бюджет. 11 млн. «убитых енотов!» Дорогие билеты покататься в тайге на ретро-паровозе и мишку таежного поснимать! Где они там — 11 млн? Пропали в тайге…

    Но несмотря на все несуразности фильм смотрится на

    7 из 10

    21 декабря 2010 | 21:20

    После таких фильмов вообще я становлюсь благодарна тому, что в конце фильма есть титры. Это не титры на самом деле. Не фамилии и имена съемочной группы. Это время для выхода из фильма. Это время еще чуть-чуть посидеть в зале. Потому что куда идти? Что делать? Лариса Шепитько писала, что посмотрев фильм Тарковского «Ностальгия» не могла смотреть, как люди ПРОСТО выходят из зала. Я после этого фильма испытывала такие же ощущения. Почему-то не увидела я пафоса в «гонках паравозов», не увидела ориентир на западное кино. Просто тупая боль в сердце была. И все.

    7 декабря 2010 | 00:15

    СССР. 1945 год, время послевоенных годов. Начало «воскрешения» Советского Союза от последствий разрухи Великой Отечественной Войны. От запада до востока идет бурная работа над восстановлением разрушенных городов, сел и так далее. В один из таких глухих сибирских поселков, под названием Край, приезжает бывший фронтовик — Игнат. Он питает одну страсть — страсть к паровозам. Так как Игнат, до войны, был потрясающим машинистом, начальство поселка дает ему под командование единственный паровоз в поселке. Естественно, начальник не смотрит на косые взгляды ссыльных врагов народа и просто сельчан, среди которых есть неплохие машинисты. Но, после небольшого промежутка времени, Игнат не сходится с мнением местных, ссорится с начальником, и узнает о заброшенном паровозе, находившимся на одиноком острове. Пребыв на место, главный герой начинает восстанавливать паровоз, а также сталкивается с таинственной хозяйкой железнодорожного гиганта — немкой Эльзой. Кое-как наладив с ней отношения, Игнат постепенно влюбляется в немку, а местный народ, готов стереть двоих чужаков с лица земли….

    По моему мнению, Алексей Учитель снял отличный фильм, наделив его элементами драмы и весьма актуальной жизненной ситуации. «Край» показывает нам, на своем примере, массу проблем, которые могут возникнуть на пути у каждого человека. Это и общественный «бойкот», и, к сожалению, неосуществимая мечта, и борьба двух разных личностей, а также многое другое. Впрочем, для кого как. Кто-то из этой картины ничего не выделит, а кто-то почерпнет какую-нибудь информацию. Я не знаю, почему на «Край» так ополчились наши граждане, но вполне согласен с иностранцами, которые вроде бы дали награды, в знак признательности и уважения. До того, как начать писать свою рецензию, я ознакомился с мыслями других пользователей. Конечно, жалко, что столь большое количество киноманов не оценили по достоинству положительных качеств данного фильма. Хм, интересно, что они хотели от простой драмы? Боевика или триллера? Ничего подобного, вы не увидите в творении Алексея Учителя. Затея фильма говорит нам о том, что на протяжении всего кино, она будет раскрывать характеры героев, показывать их качества, у одних хорошие, а других только плохие.

    Кстати, хотелось бы поговорить о сюжете. Да, несмотря на все свои впечатления от этого фильма, стоит согласиться с некоторыми высказываниями критиков. При просмотре «Края» иногда создавалось чувство непонятного осадка. В некоторых случаях, кадры как будто вырезали и, исходя из этого, были не ясны действия персонажей. Вообще, весь фильм снят очень странно. Есть много не состыковок и сложностей, связанные с процессом зрительского восприятия. Но для меня это не важно, важно то, что фильм все-таки пришелся по душе. А, не могу себе позволить опустить гонки на паровозах. Выглядят круто и мощно. Может быть, они понравились мне только из-за того, что мне мало попадалось таких представлений. Но, в целом, все здорово.

    С сегодняшнего дня, я буду добавлять в свои рецензии эмоции о лучших моментах фильма. В «Краю» я отметил два таких сильных эпизода. Первый связан с главным героем — Игнатом. В то время, когда он задался целью починить старые развалившиеся железнодорожные пути, я увидел его сильную натуру, крепкий русский дух и другие качества. Образ Игната — это неплохая зарисовка русского человека, который, вернувшись после адского котла войны, оказался изгоем, непринятым в обществе. Второй момент соприкасается, как раз, с этим злым обществом и с тем же Игнатом. Кадр, где машинист учит людей жизни через приседания и фразы: «Сесть! Встать!», очень глубоко вонзился мне в память. Надолго запомню.

    Наверное, картина была бы слабее, если бы режиссер взял не подходящих актеров. Но тут с ними все нормально. Главный актер — Владимир Машков, отлично показал мне побитого жизнью фронтовика, попавшего волей судьбы в глушь Сибири. Выдающаяся харизма и умение актерского мастерства дали возможность Владимиру изобразить столь сложного персонажа. Сергей Гармаш тоже подлил масла в огонь. Для Сергея сыграть злодея — раз плюнуть, поэтому майора НКВД Гармаш сыграл спокойно. Женские роли, и немки, и русской, были полностью открыты перед зрителем.

    В итоге, отмечу. «Край» — это отличная драма, которая дает зрителю понятие обо всех тяготах и заботах сибирских поселенцев. Душевно, красиво и чуточку сердито. Учитель снял стоящее кино.

    9 из 10

    16 ноября 2011 | 16:09

    Куда катится русское кино??? Ладно, снимают «самые лучшие фильмы».. так они хоть ни на что не притендуют, и это не так бесит, как отвратительное кино с притензией на гениальность.

    Грязно… мерзко… фу! Вот все мои эмоции после просмотра. Как ни пыталась я выжить из этого фильма смысл.. увы и ах! Не получилось!

    Создалось впечатление, что фильм снимался специально для западного зрителя, в качестве подтверждения всех существующих стереотипов о русских: жестокие кгбисты, спирт стаканами, медведи на улицах, неотёсанные мужики, легкодоступные женщины, серость, грязь… ну и на фоне всего этого бедная и несчатная немка, над которой с неоправданной жестокостью издевались жители поселения. Когда я узнала, что этот фильм таки отправляют на «Золотой глобус», мои предположения о том, что фильм снят на угоду западного зрителя, подтвердились. Я изначально была уверена, что Край ничего не возьмёт, но честно, мне стыдно за то, что такие фильмы представляют Россию!

    Единственный вопрос, который у меня возник после просмотра — Как??? Как Машков на это пошёл? Сколько же ему заплатили?

    Ляпов и нереальных моментов слишком много, чтоб о них всех писать. Скажу лишь о том, что просто поразило нелепостью! Немка.. Каким образом она пережила в тех лесах всю войну? Как она за всё время не наткнулась ни на кого из местных? Почему она, как дикарка накинулась на Игната? Наоборот бы обрадовалась, что встретила человека… Да в конце концов, как её медведь не съел??? Бред!

    Вобщем, чем больше смотрю я русские фильмы, тем больше понимаю, что российский кинематограф вымирает, что очень печально..

    Накидываю 2 балла из уважения к Машкову.

    3 из 10

    19 апреля 2011 | 17:23

    В «Крае» Алексея Учителя сразу отмечаешь отсутствие Михалковского «великий фильм о великой войне», хотя по рекламе некоторые сходства проглядывали. И не потому, что действие происходит после войны осенью 1945 и далее (плюс ещё целый ряд ретроспектив), а потому, что повествование очень спокойное, слегка подзатянутое и с неким недобором в саспенсе и, конечно же, без героического комбрига-режиссёра на экране.

    Картина пропитана «русским духом»: тут и медведь (хотя с ним и не совсем до конца, считаю, доведена линия), и самогон, и мат, который добавляет колориту и юмора сценам и тайга с её лесами и каторжниками. Есть тут и женские груди вкупе с эротической сценой, которая практически с самого начала задаёт тон повествованию, но кроме бабских разборок в бане такой «широты» русской души как она есть, т. е. нагой нам больше особо не дают лицезреть. Интересно будет глянуть на кинематограф лет через 10. Что-то мне кажется, что сцены секса будут пытаться угнаться по продолжительности и откровенности за эротическими, а временами и за порнографическими. Правда если сейчас у людей это вызывает улыбку и сдержанный смех, то дальше это может стать любимой комедийной сценой, причём чем серьёзней фильм, тем сильней будет позитив у зрителя.

    Кроме Машкова, который снимается редко, но метко и ещё ряда актёров нельзя обойти стороной паровозы, предоставленные РЖД. А может и не РЖД, но в самом начале наши Железные Дороги мелькают среди спонсоров и создателей. Машков учился водить эти махины специально для этой роли и не управлял им разве что в тот момент, когда поезд мог просто свалиться и там был уже профессионал. Поезда внушают уважение и трепет, пока не начинаются обещанные гонки на поездах. В такие моменты начинается форменный «Форсаж» со всеми вытекающими последствиями, разве что без неона и дрифта. Переживаешь и наблюдаешь с интересом, но от киношной автомобильной гоночности отойти всё равно не выходит.

    Прокаченные поезда, пышногрудые любвеобильные русские женщины, мат — всё это должно настраивать на оптимизм и что-то лёгкое. Но фильм грустный и временами тяжеловат. Война закончилась, советский народ ненавидит немчуру, хочет жить своей жизнью, абстрагируясь от руководства, которое выдворило их за 1001 км. Картина выставляется на Оскар, академикам может понравиться, но виден один серьёзный недостаток — недотянутый драматизм, который, возможно следствие или даже предпосылка хэппи-энда, пусть и с некоторыми грустными нотками.

    Ещё здесь достаточно немецкого языка, даже частично без перевода, чтобы вытащить на фильм любителя языка Гёте и Шиллера, или же просто вынужден его изучать и постепенно втягивается. Немка неплоха, но не более.

    Очень хорошая картина, но не отличная, увы.

    8 из 10

    5 октября 2010 | 01:36

    Снятый в историческом жанре, с весомой долей драмы, фильм «Край» Алексея Учителя показывает нам послевоенные годы лагеря русских диссидентов, к которым присылают бывшего танкиста Игната, героя Владимира Машкова. Танкист этот посвятил свою жизнь паровозам, и вдруг в этой затерянной глуши он находит один такой брошенный экземпляр, а в нём, ставшую почти дикаркой, немку.

    Дальнейшие события разворачивают перед нами историю губительной любви, соперничества, зависти, амбиций и патриотизма с особым предательским налётом. За этот спектр стоит отметить работу Александра Гоноровского, который хоть и создал не так много фильмов, сделал свою работу достаточно профессионально.

    Режиссер же картины Алексей Учитель ("Последний герой» про Цоя, «Космос как предчувствие» с Евгением Мироновым, «Дневник его жены» 2000 года тоже с Мироновым) выбрал на этот раз время Второй Мировой Войны. В своих предыдущих фильмах он хорошо отражал атмосферу и дух советского времени. Но всё таки война — это другое, и многим его выстроенным картинам в «Крае» верилось с трудом.

    Более того, на протяжении фильма складывалось ощущение, что это ненавязчивая реклама монополиста — Российские железные дороги, слишком много внимания уделяется именно паровозу, а не жизни и отношениям людей живущих в богом забытом поселке Край.

    Уверена, что потенциально фильм должен был отражать русский менталитет во всей красе, показать самоотверженность и любовь к Родине, уличить предателей и вызвать гордость за верных и преданных. Но что-то не сработало и осталось впечатление очень сумбурное. Как будто меня не специально обманули.

    И всё же фильм должен понравится тем, кто очень любит русское кино, а точнее тем, кто в него до сих пор верит.

    5 из 10

    27 марта 2011 | 19:03

    Не было желания смотреть этот фильм из-за невнятного трейлера и потрясающе бестолковой рекламной кампании. Но любопытство взяло верх…

    Фуфайка, ушанка и медведь приветствуют нас на первых же минутах. Ну вместе с мужественным лицом единственного на весь фильм победителя Машкова. Который пришел в Край и, не меняясь в лице, вместо «здравствуйте» раздал кулаком по морде местным жителям. Причем его эта героическая мина победителя к концу фильма стала несколько раздражать. Ну да ладно, продолжим дальше… Самогон — у нас анестезия. С закуской. Свидание — не иначе как свиданка. А ребенка привязывают, чтобы не уполз куда не надо. Растирают ребенка, кстати, угадайте чем? И это все в первый десяток минут. Баня, бабы, Сибирь, злобный НКВДшник, мат — все на месте…

    Я это к чему… И вот опять вся эта чернь уедет на Оскар? Зачем? Голую задницу из паровоза показать? Или сказать, что «медведя трогать нельзя, иначе рухнет все»? Так ведь сами всей деревней жрем «вечного медведя». И распинаем его шкуру на паровозе… «Край» — фильм исключительно для российского зрителя. Неужели посветлее фильма не было вообще? Или мы умеем делать только вот так? А потом искренне удивляемся образу русских в фильмах типа «Солт»…

    В дальнейшем «Край» реабилитируется, показывая очень крепкую драму, хоть и в таком нелицеприятном антураже. За историей интересно наблюдать, и хотя трейлер выглядел как бред — сюжет достаточно адекватен, несмотря на то, что действия персонажей не всегда логичны и мотивированы. А в остальном есть о чем подумать, да и рассказано хорошо… Местами про любовь, но в основном про ненависть, бессмысленную и беспощадную. Про чужих и своих. Про тупую силу и бессильную слабость. Про прощение и нетерпимость. Про победителей и зависть. Про цель и средства. Про все эти контрастные крайности одной и той же суровой окружающей реальности… И еще, конечно, про паровозы, которых было, наверное, даже слишком много, несмотря на всю их грубую красоту. Кстати, так расхваленные гонки не особо впечатлили.

    В плане постановки — неплохо, Учитель все-таки мастер. Например, возьмем хотя бы переезд через мост — очень напряженная сцена получилась. Оператор отработал хорошо, даже не смотря на то, что долгожданные таежные пейзажи с высоты птичьего полета я увидел лишь перед титрами. Актеры отработали ровно, им всем веришь… Немке отдельное спасибо. Про музыку не скажу — как-то не запомнилась, но значит и не раздражала.

    А в итоге… После просмотра осталось чувство какой-то мрачной и чуть ли не языческой фантасмагории про окраину российской действительности. Это сбивает с толку. Вроде фильм хороший, достаточно глубокий… Но я устал от современной отечественной чернухи, я хочу смотреть качественное и серьезное, можно грустное, тяжелое, но доброе и светлое русское кино.

    А «Край» совсем не таков. Жаль.

    7 из 10

    30 сентября 2010 | 02:06

    Тяжелое поствоенное время, голод и разруха. Тайга, вольное поселение «врагов народа» в местечке с пессимистичным названием Край.

    Экспедиция немецких инженеров на далекий север пришлась к началу войны. Люди, не рвущиеся убивать, сражаясь за неведомые блага, не должны нести ответственность за более фанатичных и одержимых собратьев. Но в тот страшный период трезвость, критичность оценки происходящего оставалась за гранью: немец — значит, ненавистный фашист, а их нужно уничтожать. И Эльза чудом спаслась от неминуемой гибели единственным выходом стал вынужденный побег в тайгу. Спустя года, в ее фактическую жизнь Маугли ворвался контуженный Игнат, искренне верящий, что паровозы, в которых он души не чаял — живые организмы. Из-за него Эльза столкнулась с людской ненавистью только из-за своего происхождения.

    Тем не менее, не удивительна злость обитателей поселка к другим людям, их враждебность ко всему окружающему миру — у каждого из них есть на это право, веская причина быть такими: они лишь хотели выжить. Софии удалось не только это, ведь она спасла ребенка, которого самоотверженно воспитывала в течении дальнейшей жизни, не задумываясь о том, что к неродным детям можно относиться по-иному. Кто-то потерял во время войны руку, у кого-то на почве гибели близких появилось гипертрофированное чувство заботы к собаке, кто-то свихнулся из-за смерти дочери и стал садистом, а многие просто пьют горькую.

    Большинство жителей Края адаптировалось к жестоким реалиям и смирилось с беспросветным существованием. Новички же не смогли.

    В киноповести Алексея Учителя «Край» чувствуется новаторский взгляд на, казалось бы, давно понятные факты. Всё продумано до мелочей, в то же время, лишние детали отсутствуют: отточенный сюжет, разумно написанный сценарий. Фильм отличает не только психологически тонкое построение характеров персонажей, судеб, линий их поведения; но и плавность и последовательность хода действий. Конечно, немаловажным фактором стал насыщенный актерский состав, особенно сильны исполнители главных ролей.

    Великолепная реконструкция событий далеких сороковых годов окунает зрителей в жуткие реалии того времени. А качественное изображение оставляет ощущение непосредственной настоящности происходящего на экране.

    Так что не смотря на правительственный заказ, фильм вышел отменный.

    8 из 10

    13 октября 2010 | 04:58

    Машинист Игнат возвращается с войны в поселение политически осужденных заключенных. Герой Владимира Машкова резок, своенравен, немногословен, привык стоять на своем, но при этом с чувством долга и справедливости, и, что более важно, человечности. На вопрос «чем он меня лучше?» героиня фильма отвечает: «В нем чертей больше». «Черти» в Игнате действительно есть. Из-за них-то у него и начинается конфронтация с обществом, в котором он впоследствии становится «чужим среди своих». Этот фильм — не какая-нибудь чернуха, не фильм о жутких послевоенных страданиях. Это фильм именно о человечности, о том, что мы всегда должны оставаться людьми, в конце концов. Люди, озлобленные, настроенные против чужаков, готовые убить и Игната и несчастную немецкую девушку, все-таки в конце концов проявляют сострадание, бросившись в погоню для спасения маленького немецкого мальчика.

    Сюжет фильма не имеет ничего лишнего. Некоторые сцены смотрятся действительно с замиранием сердца. Сцена, где сталкиваются два паровоза — и два машиниста, является для фильма кульминационной. Ну а финальная сцена очень символична, на мой взгляд. Игнат в гонке паровозов в лице майора сражается с самой системой, которая сломала стольким людям жизнь, а теперь хочет истребить двух невиновных, пусть и чужих, людей. Поверженный майор тоже, как выясняется, человек со своей сломанной судьбой, он тоже по-своему вызывает у зрителя сострадание.

    Актеры Гармаш, Горбунов и, конечно, сам Машков — настоящие профессионалы, в очередной раз подтверждают мои хорошие впечатления о них. Правда, пару моментов, где Горбунов, то «окает», то без акцента говорит, мне не понравились. Не ясно также, если немецкая семья в 1940м году уезжала в Сибирь, то в Европе уже целый год шла война, а девушка ни о какой войне и не слыхивала. Чукча (судя по его лексике «однако») в исполнении Александра Баширова меня не очень убедил, в отличие, например, от настоящих чукчей, показанных у Рогожкина в «Перегоне». Но на эти минусы я закрываю глаза, так как плюсы значительно перевешивают.

    Отдельно надо сказать о природе, которая в фильме очень живописно показана. Река, заснеженный лес, медведи… все очень красиво. Вообще картина визуально яркая, и художник, и оператор прекрасно поработали, иначе бы многие сцены, в том числе с паровозами, не были такими захватывающими.

    В целом фильм очень понравился, рекомендую его к просмотру всем. Считаю эту картину достойной для представления киноакадемии, но не думаю, что американцы все в фильме поймут. Фильм не претенциозен, в нем нет излишнего пафоса, что радует в отличие от многих, представленных на «Оскар» картин. Вообще отношусь к кинонаградам (да и к любым наградам) совершенно спокойно, потому что все относительно, и решение жюри в том числе. Если «Оскара» не дадут, фильм от этого ни хуже, ни лучше не станет.

    8 из 10

    6 октября 2010 | 02:05

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 143 руб.
    DVD, 255 руб.
    Blu-Ray, 495 руб.
    подробнее

    Новости


    Не успел еще отгреметь 70-й Венецианский фестиваль, а на другом материке 5 сентября стартует еще один крупный смотр — Международный кинофестиваль в Торонто. КиноПоиск рассказывает о наиболее любопытных фильмах программы фестиваля, в числе которых новые работы Стива МакКуина, Рона Ховарда, Рэйфа Файнса и Алексея Учителя(...)
     
    все новости

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    «Легенда о ночных стражах» побеждает в России, «Обитель зла 4» творит чудеса в Японии и сохраняет лидерство в мире, а «Начало» берет 500-миллионный рубеж международных сборов (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    220.Звездные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный ударStar Wars: Episode V - The Empire Strikes Back8.098
    221.История ХатикоHachikô monogatari8.098
    222.В диких условияхInto the Wild8.097
    223.ЧаплинChaplin8.097
    224.Холодное лето пятьдесят третьего8.096
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.ИнтерстелларInterstellar97.64%
    2.РогаHorns96.57%
    3.ИсчезнувшаяGone Girl96.23%
    4.В сердце моряHeart of the Sea95.88%
    5.Джон УикJohn Wick95.54%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Поддубный55
    Любовь и танцыLove N' Dancing13
    Любимая дочь папы Карло1
    Пипец 2Kick-Ass 2130
    Сталинград473
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.405
    ПосвященныйThe Giver6.983
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.754
    Типа копыLet's Be Cops6.911
    Если я останусьIf I Stay7.282
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    премьеры