всё о любом фильме:

Край

год
страна
слоган«Предельная скорость и беспредельная страсть»
режиссерАлексей Учитель
сценарийАлександр Гоноровский
продюсерАлексей Учитель, Александр Максимов, Константин Эрнст
операторЮрий Клименко
композиторДэвид Холмс
жанр драма, история, ... слова
бюджет
$11 000 000
сборы в России
зрители
Россия  872.4 тыс.,    Украина  64.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время110 мин. / 01:50
Номинации:
В августе 1945-го в далекий поселок с названием Край с войны возвращается бывший танкист Игнат, чья страсть — паровозы. Он узнает, что на уединенном острове с довоенных времен брошен немецкий паровоз, и принимается его восстанавливать. Но, оказывается, у паровоза уже есть имя — «Густав», и есть хозяйка — Эльза, дочь немецкого инженера, арестованного в начале войны. Да и для сельчан одержимый мечтой, свободный Игнат — чужак. Страсти закипают шекспировские, причем в них задействованы не только люди, но и несколько паровозов, почти живые существа, у каждого свое имя…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (1973)
ожидание: 75% (2239)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 3 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Паровоз Ов, простоявший на изолированной ветке в тайге без движения минимум 4 года, по версии создателей фильма снаружи покрылся не ржавчиной, а мхом. Но внутри паровозной будки видна топка, котловая арматура, всё это относительно недавно покрашено, там же на котле заботливо укреплён набор рожковых ключей.
    • В паровозе СО18, который ведёт герой Сергея Гармаша, на потолке паровозной будки укреплён динамик радиостанции 42РТМ, которая появилась лишь в 1980-х годах.
    • «Гайка», которую откручивают на паровозе Владимира Машкова, на самом деле — заглушка штуцера углеполивочного рукавчика, находится она на водопитательном инжекторе, а не на котле. При неработающем инжекторе из этого штуцера не пошло бы вообще ничего, при работающем — полилась бы вода. Кроме того, видно, что пробка, откручивающаяся от вибрации, сидит очень свободно и пропускает она не пар, а воду.
    • Дед Владимира Машкова был машинистом паровоза, как и главный герой фильма.
    • У фильма было 109 вариантов сценария.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7022 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Скажу сразу, я ожидала большего. Своим наивным умом я думала, что раз фильм решили выдвинуть на Оскар, значит не стыдно такое и выдвигать. Но, давайте по порядку.

    Не могу сказать что фильм не удачный. Если позволите я опущу описания сюжета, и раскрытие смысла. Думаю тут всем все понятно. Да тут есть смысл, есть над чем подумать, в принципе есть то, из за чего можно хотя бы один раз посмотреть. Но…

    Сняли все это как-то «неотесанна». Лично у меня было ощущение что наснимали на десять часов, а пришлось сократить до двух. Отношения Игната с Эльзой вообще в начале странные. За минуту мы видим как сначала она в него стреляет, потом убегает, а потом уже они вместе строят мост. Ну… Сыро как-то. Да, да, война, край-край, сурово-сурово, ясна задумка режиссера, но это плюсом не считаю. Можно хотя бы было дать им пять минут.

    Медведь. Признаюсь не поняла причем тут медведь. Намек на Россию, чтобы иностранный зритель убедился что у нас только медведи живут?

    «Форсаж» на поездах меня тоже смутил. Ну ладно Игнат бедный, контуженый, но другие то что в эти игры играют. Ну да, да, опустим присутствующий скрытый смысл, но экшен из этого не получился.

    Единственное что понравилось, это написанное Игнатом «Густав» и история с мальчиком Петей хоть как-то развита.

    Но не смотря на все, не дам фильму плохую оценку, для русского зрителя это не плохое кино, которое можно посмотреть, но не думаю что зарубежный зритель сможет его оценить. Ну не способен он. 

    Ставлю фильму 3 + 1 балл за Петю + 1 балл за Густава. Итого — 

    5 из 10

    P.S: Песне в конце, в исполнении Эльзы и Пети, отдельно 8 баллов. Ведь у нас в России ущербных не обижают.

    2 октября 2010 | 22:47

    Тяжелое поствоенное время, голод и разруха. Тайга, вольное поселение «врагов народа» в местечке с пессимистичным названием Край.

    Экспедиция немецких инженеров на далекий север пришлась к началу войны. Люди, не рвущиеся убивать, сражаясь за неведомые блага, не должны нести ответственность за более фанатичных и одержимых собратьев. Но в тот страшный период трезвость, критичность оценки происходящего оставалась за гранью: немец — значит, ненавистный фашист, а их нужно уничтожать. И Эльза чудом спаслась от неминуемой гибели единственным выходом стал вынужденный побег в тайгу. Спустя года, в ее фактическую жизнь Маугли ворвался контуженный Игнат, искренне верящий, что паровозы, в которых он души не чаял — живые организмы. Из-за него Эльза столкнулась с людской ненавистью только из-за своего происхождения.

    Тем не менее, не удивительна злость обитателей поселка к другим людям, их враждебность ко всему окружающему миру — у каждого из них есть на это право, веская причина быть такими: они лишь хотели выжить. Софии удалось не только это, ведь она спасла ребенка, которого самоотверженно воспитывала в течении дальнейшей жизни, не задумываясь о том, что к неродным детям можно относиться по-иному. Кто-то потерял во время войны руку, у кого-то на почве гибели близких появилось гипертрофированное чувство заботы к собаке, кто-то свихнулся из-за смерти дочери и стал садистом, а многие просто пьют горькую.

    Большинство жителей Края адаптировалось к жестоким реалиям и смирилось с беспросветным существованием. Новички же не смогли.

    В киноповести Алексея Учителя «Край» чувствуется новаторский взгляд на, казалось бы, давно понятные факты. Всё продумано до мелочей, в то же время, лишние детали отсутствуют: отточенный сюжет, разумно написанный сценарий. Фильм отличает не только психологически тонкое построение характеров персонажей, судеб, линий их поведения; но и плавность и последовательность хода действий. Конечно, немаловажным фактором стал насыщенный актерский состав, особенно сильны исполнители главных ролей.

    Великолепная реконструкция событий далеких сороковых годов окунает зрителей в жуткие реалии того времени. А качественное изображение оставляет ощущение непосредственной настоящности происходящего на экране.

    Так что не смотря на правительственный заказ, фильм вышел отменный.

    8 из 10

    13 октября 2010 | 04:58

    В холле кинотеатра «Художественный» 20 сентября было не протолкнуться. Актеры, журналисты и просто любители хорошего кино пришли на премьеру фильма Алексея Учителя «Край»

    Большое количество членов съемочной группы присутствовало сегодня в кинотеатре. Режиссер Алексей Учитель с гордостью и любовью представил каждого перед просмотром. Не упустили никого: художники по костюмам, водители, каскадеры — все были названы. С особой теплотой Алексей Ефимович говорил о Владимире Машкове: «Это не просто актер, прежде всего, это мой друг, а иначе у нас бы ничего не вышло». Сам Владимир, ставший гвоздем этого вечера, покорил зрителей своей простотой, дружелюбностью, приветливостью Он благодарил всех пришедших, свою команду; с радостью говорил о фильме, отмечая, что картина имеет для него особое значение.

    Машинист Игнат (Владимир Машков), суровый мужчина средних лет, приезжает в поселок Край. Название в фильме имеет и прямое, и переносное значение. Это отдаленная сибирская местность, испещренная сетью железных дорог, с вечно пыхтящими паровозами. На календаре — 1945, послевоенный год, показанный режиссером во всей своей суровости. Война, которая ранее выходила на первый план, теперь позади. Чувства Игната к простой русской девушке с ребенком на руках (Юлия Пересильд) и к немке Эльзе (Аньорка Штрехель), пережившей много бед и лишений, кажется, почти одинаковы по своей силе. Такой неприступный и черствый, на первый взгляд, у него оказывается большое сердце, способное любить и помогать близким ему людям.

    Американские фильмы в последнее время пытаются впечатлить нас своими изощренными спецэффектами, трюками, постановками. Но и нам, русским, теперь точно есть, что показать. Причем, мы самобытны в своих проявлениях. Гонки, показанные в «Крае» не менее захватывающие, чем, например, в «Форсаже», но уникальны, потому что проводились они на… паровозах. На этот стоит посмотреть! Никакой компьютерной обработки, только смелость и талант актеров и прекрасная работа оператора.

    Владимир Машков, будучи сыном машиниста, решил, что сможет сам овладеть искусством управления составом и сможет самостоятельно выполнить все трюки в картине, каскадеры ему не нужны. И выполнил! С моста падал, в ледяной воде купался, на поездах мчался на большой скорости — невозможно не отдать должное этому мастеру на все руки.

    Военная тематика является достаточно распространенной в процессе написания сценариев для фильмов. Совсем недавно исполнилось 65 лет Великой Победе, да и вообще до сих пор люди с неподдельным трепетом относятся к тем годам. Но создавая каждый новый проект, нужно внести свой отпечаток, показать собственный стиль и взгляд. Пожалуй, творческому коллективу фильма «Край» это удалось.

    Это фильм о нелегком периоде в жизни нашей страны, когда все было разрушено и все были подавлены; это фильм о любви, которая, подчас, сразу не заметна; это фильм, отчасти, о безысходности… «Езжай уже куда подальше!» — кричит герой Сергей Гармаша. На что Машков отвечает: «А дальше некуда…» Край.

    27 января 2011 | 15:16

    В фильмографии Алексея Учителя всего с десяток картин. Но именно его пример в очередной раз подтверждает бесспорность старой истины о том, что главное не количество, а качество. Талантливый и искренний в своем творчестве, а посему очень мной уважаемый, он один из немногих, кто в непростых условиях как экономического, так и духовного кризиса неизменен в своем стремлении удивлять. Разный и непохожий, он в то же время легко узнаваем, ибо все его незамысловатые истории странным образом покоряют.

    Давно ожидаемый «Край» не став шедевром, больно задел и растрогал. Идеи на первый взгляд шероховатого и в чем-то рваного сюжета, тем не менее, если его прочувствовать и пропустить через себя, легко просматриваемы. Прежде всего, эта картина — очень достоверный и правдивый экскурс в малопривлекательное советское прошлое. В жуткую эпоху послевоенного времени, перемалывающую в своих жерновах бесчисленные судьбы «без вины виноватых». В забытом богом в сибирской глуши поселке с символическим названием «Край» пара сотен людей, прошедших ад немецкого плена, пытаются выжить уже в совсем ином в аду, придуманном советской властью для них, уцелевших в кровавой бойне и иронией судьбы благодаря этому ставших врагами собственного народа. У меня было ощущение, что маленький мирок, созданный Учителем на экране, существует как будто бы обособленно, по своим, ведомым ему одному законам. Здесь не ощущается явной заидеологизированности, святая святых товарищ Сталин — не путеводная звезда. Его образ размыт, изредка мелькая в абстрактных речах героя Гармаша Фишмана, в кляузном письме Калыванова, в совсем не похожем на себя настольном бюсте в сиротливо стекающих по нему каплях дождя. В этом мире гораздо больше власти над людьми имеет обычный таежный мишка, этакий царь природы, по-хозяйски разгуливающий по ночам между бараками и становящийся в общем контексте талисманом и символом чего-то неприкосновенного, почти метафизического, чем-то гораздо более важным, чем далекий вождь народа. В этот странный мир и приезжает Игнат, танкист, герой войны, с грудью в орденах, дошедший до самого Берлина.

    В какой-то степени картина стала попыткой Учителя ответить на извечный вопрос: кто виноват, ибо в мире далекого таежного поселка сталкивающиеся лоб в лоб люди оказываются друг для друга непримиримыми врагами. Заключенные в бараках — враги государства. Они же и враги для Игната, который их презирает. Сам Игнат не меньший враг для них, ибо слишком свободен, независим и силен. Немка Эльза, которую он находит на заброшенном острове, тоже враг, потому что она дочь пусть и поверженного, но по-прежнему ненавистного народа. Но даже эта концентрированная враждебность в итоге находит себе одного общего врага в лице чекиста Фишмана. В чудесном исполнении Гармаша его образ переживет своеобразный эволюцию от истинно русского, овеянного некрасовской тоской-печалью по барину, который приедет и рассудит до разве что не Мефистофеля, которого обязательно возненавидишь за гибель Софи, за «фашистенка», за служение такому понятному и очевидному сейчас, с высоты прожитых лет, злу. И лишь в самом финале, после того, как контуженный Фишман заколесит на велосипеде по заснеженным рельсам и когда станет известным, что война украла жизнь его маленькой дочери, где-то в области сердца очень болезненно кольнет и станет понятно, что виноватых здесь нет. Что каждый из этих людей по-своему «контуженный». Временем, которое безжалостно искалечило их тела и души, лишив права выбора, бросив на растерзание в мясорубку войн и лагерей смерти…

    Учителю, как тонкому знатоку особенностей человеческой психологии, по его же словам, всегда интересно в своих картинах изучать человека «на грани», когда он что-то должен преодолеть, чего у него еще не было. Поэтому «Край» — это история прежде всего о человеке. О сильном человеке. О герое-одиночке, бунтаре, которого не сломала ни режим, ни война, ни контузия, над которым нет ни бога, ни черта, ни Сталина. Игнат, воплощенный Машковым, малоразговорчивый, с испепеляющим взглядом исподлобья берет не просто своей брутальностью и идеально красивым мужским телом, часто мелькающим в кадре и как будто бы созданным для того, чтобы сводить с ума представительниц женского пола, а своей внутренней неповторимой, хлещущей через край энергетикой, скрывающейся за внешним фасадом. В водовороте всех нешуточных страстей и замысловатом переплетении судеб образ Игната становится выражением идеи о том, что в даже в той уродливой эпохе человек мог всему вопреки выжить, обрести счастье и любовь.

    Да, потому что фильм и о любви тоже. Без которой никогда не получится по-настоящему хорошего кино. Об удивительной и разной. О любви к женщине и о любви к…паровозам. Хмурый Игнат в душе оказывается романтиком, одержимым настоящей страстью. Что ж, современные мужчины любят модные авто со сверхмощными и сверхлегкими двигателями и без ума от дрэг-рейсингов, а тогда, в середине 20 столетия, можно было погоняться на паровозах и это легкое заигрывание с мейнстримом в виде динамичного экшена в голливудских традициях по сути очень неплохо разбавляет слишком серьезный и напряженный в эмоциональном плане контекст. Ведь у каждого века своя дискотека.

    Удивительно, как этой непростой картине нашлось место на большом экране, явно подстроенном под вкусы массового потребителя. Ведь по своей сути Учитель в очередной раз преподнес достаточно изысканное блюдо для гурманов. Скорее для тех, кто предпочитает вдумчиво дегустировать не опускаясь до собственной травли поп-корном и кока-колой, употребление которых суть короткий путь к желудочно-кишечным расстройствам и панкреатиту. Для тех, кто умеет сопереживать, философски относясь к жизни как в фокусе режиссерской камеры, так и вне его. А посему, проект, мыслимый как коммерческий, думается мне, таковым не станет и выдвижение на «Оскар» рискует остаться в истории всего лишь пафосной демонстрацией могущества Первого канала и лично Константина Львовича Эрнста. Западные киноакадемики запросто могут не понять, что так старался выразить Алексей Учитель. Сумеют ли они прочувствовать за немного скомканным сюжетным полотном всю трагедию «контуженной» русской души в тисках придуманной изощренными умами строителей светлого будущего коммунизма безжалостной системы, души, брошенной на выживание и обреченной на бесприютные скитания по бескрайним просторам огромной страны? Они, у которых никогда не было ни лютых мировых войн, ни товарищей сталиных, ни безумия лагерей для своих, бежавших из безумия лагерей чужих… Или же они в очередной раз не увидят ничего кроме медведей, чумазых русских с балалайками, хлещущих мутный самогон и гоняющихся на паровозах по сибирской тайге?

    Поживем, увидим.

    30 сентября 2010 | 15:21

    Давным-давно убеждаю себя, что русское кино не стоит смотреть, чтобы не расстраиваться. Но нет, руки сами так и тянутся к отечественной кинопродукции. А тут еще такое дело — фильм-претендент на «Оскар». Вариант один — срочно смотреть! И, как выяснилось, разочароваться.

    Даже не знаю, с чего начать. Название. Край. Слово-то оно, конечно, красивое, но к чему? Просто по названию поселка? Примитивно, аж претит!

    История настолько предсказуема, что тошно становится. Ни в одном кадре не найдете чего-то удивительного.

    Все настолько грязно и противно, что тошнит. Какой-то грязный секс, использованный как приманка зрителя уже в который раз. Какой-то неприятный главный герой. Какая-то миллион раз затертая и затасканная история с неясными целями и задачами.

    Господин Учитель, объясните мне, зачем мне это видеть? Зачем мне смотреть на такую грязь и пошлость, знатно приправленную пошлыми и несмешными шутками и периодическим матом? Только затем, чтобы знать, что мне теперь стыдно за выбор оскаровской комиссии РФ?

    Игра актеров никудышная. Машков вообще ничего не играет, ходит просто грязный, старый и немытый. Пересильд тоже никакая. Светит своими телесами и ничего не играет. Мотивы ее героини, в силу которых она взяла немецкого мальчика с собой. Горбунов просто комичен. У него весь фильм видна рука, которой по сценарию не должно быть. Хоть бы гимнастерку побольше на размер надели, что ли. Гармаш просто не отличим от всех своих предыдущих ролей. Можно просто текст закадровый записывать и из других фильмов с его участием нужные кадры вырезать. Это уже невыносимо. Самая нормальная роль — роль немки. Тут тоже не идеально, но по крайней мере терпимо. За исключением той сцены, где она видела Игната во сне. Это такой, чисто русский маразм.

    Итог: ужасно навороченный фильм. Столько тем, столько сюжетных линий, и ни одной не раскрыто. Финал просто ужасен. Песня «Миленький ты мой» — это полный финиш. Все. Дальше бы надо ужасней, но уже некуда! К сожалению, русские режиссеры так и не научились ставить, позвольте процитировать Маяковского, «точку пули в конце». Господа, поучитесь у Спилберга, Аллена, Альмодовара, Райта. Может, поможет. Ну, а нет, значит так тому и быть.

    Обидно, печально… да и ладно!

    Оценка 2 из 10!

    Спасибо за внимание!

    26 сентября 2010 | 23:02

    Умелое сочетание сильной драмы и скоростного адреналинового экшена — явление редкое, практически уникальное, а уж для нашего кино прекрасные и выдающиеся фильмы и вовсе крайне в ограниченном количестве появляются. «Край» же — как раз такое приятное явление. Он слегка неровный, он долгий по хронометражу, но все это оправдано действием и происходящим на экране.

    Владимир Машков, которого тут внешне с трудом можно узнать, выкладывается на максимум в эмоциональности своего героя, в его страсти, азарте, стремлении и жизненных позициях, оказывающих влияние на действие и поведение персонажа. За хронометраж фильма герой умудряется колоритно измениться, улучшаясь и совершенствуясь, притягивая симпатию всё сильнее и сильнее. Аналогично шикарно выступила и немецкая актриса Аньорка Штрехель, за которой закреплена ведущая женская партия. Их союз подаёт прекрасную, удивительную и крайне увлекательную историю взаимоотношений, на фоне которых происходит не мало и других интересных событий.

    Фильм в целом наполнен яркими характерами прочих персонажей, и регулярный гость визуального ряда — живой бурый медведь тем более получился запоминающимся. Здесь визуальная часть, не смотря на сбивчивый ритм сцен, регулярно преподносит что-то интересное, начиная от процесса постройки моста, любовных сцен и душевных испытаний, заканчивая медвежьим пиром и увлекательно-драйвовыми погонями с участием старых поездов. Вообще гонки на локомотивах — сами по себе являются редким и уникальным событием в кино, а уж насколько мастерски они выполнены здесь, остается только поражаться.

    История характеров, целеустремлённости и борьбы стереотипов. История любви, что пожалуй, и вовсе важнее всего остального, и силе воли, способных преодолеть любые испытания и жизненные трудности. Фильм эмоционально-сильный, душевный и с очень правильными вложенными идеями, доступными для восприятия и понимания. И помимо развлекательных аспектов, как сцена в бане, комичные диалоги, и опять-таки гонки паровозов, фильм наполнен характерами, интересными сюжетными поворотами и вложенной смысловой основой происходящего. А заодно и прекрасно подобранное название, отражающая, что здесь все происходит на грани, на пределе, на краю — эмоций, чувств, риска. За гранью возможного и за пределами разумного, где чувства обретают куда более важное значение.

    И пусть порой некоторые сцены вызывают недоумение, а заявленного Гармаша ждать, как Безрукова в «Адмирале» (нет, чтобы тройку другую флешбэков про его персонажа вклинить, так как у главного героя при отсутствии семьи бэк-стори получается вообще никакой, а про крушение нам наглядно ещё в прологе все пояснили), некоторые слишком резкие прыжки в событиях и сценах, фильм всё равно остается прекрасным, приятным по своим мелочам и оставляющий сильное хорошее впечатление.

    8 ИЗ 10

    23 сентября 2010 | 02:02

    Слов и эпитетов, в первую очередь положительных, ещё до премьеры Края было сказано масса, практически по всем каналам СМИ. Это уже тогда стало настораживать, так как шум обычно поднимают, дабы придать хоть какой-то интерес, к заранее провальному фильму, ведь затраты на съёмки отбивать надо, в наше время это и есть для чего делается большинство фильмов. Но в этом случае можно было и без этой шумихи в средствах массовой информации обойтись, так как изначально не только кинокритикам, но и простым любителям кино было интересно посмотреть на первый фильм Учителя, снятый в жанре уже популярного кино, широкомасштабного, ведь предыдущие его работы, бесспорно талантливые, имели арт-хаусный уклон и не были рассчитаны на большую аудиторию. В случае Края были вложены все имеющиеся силы, начиная от финансовой стороны вопроса и заканчивая подбором актёрского состава, который собственно говоря так же зависел от финансового вопроса).

    На главную роль пригласили самого Машкова, фигуру одну из самых талантливых в нынешним актёрском пространстве России. Всё это по-идее должно было произвести на свет действительно отличную киноленту, за которую не было бы стыдно и смело можно ждать и Оскара и прочих наград. Но… по каким-то причинам и актёрский состав и большие финансовые вложения и талантливый режиссёр дали противоположный результат. Фильм получился жалкой карикатурой на то военное время, о котором он рассказывает. Множество несостыковок, которыми изобилует фильм, наводят на мысль, что со сценарием явно дали маху и не уделили должного внимания его проработке. Пересказывать сюжет нет никакого смысла, да и просто желания, так как этот самый сюжет просто никакой.

    2 из 10, не более.

    Что же, первый блин комом у Учителя, такова наверное примета, но ждём новых проб пера от него, ведь режиссёр он действительно талантливый.

    15 января 2011 | 18:23

    За фильмом «Край» я начал следить давно. Очень интересно было мне, железнодорожному фанату, посмотреть, что же такое намутят наши киноделы.

    Плюсом казалось режиссёрство Алексея Учителя, увиденные в трейлере паровозы, а через некоторое время и то, что этот фильм поедет от нас на «Оскар». Минусом казалась поддержка ОАО «РЖД» (уж не к месту будь сказано, но ничего хорошего эта компания за последние годы не сделала) и «Первого Канала» (Не доверяю я им, уж слишком много шлака успели поддержать).

    И очень мне было грустно, что не успевал я в отведённый срок проката этого фильма в кинотеатре «Орбита» в Москве (23-29 сентября) попасть на сеанс.

    Но! Случилось чудо. Я вырвался.

    Прелюдия.

    Итак, вторник, 28 сентября, сеанс на 14-15. Час маринуюсь в кинотеатре в ожидании, за окном ливень, из зала доносятся паровозные гудки и крики. Я в нетерпении.

    Вот заканчивается предыдущий сеанс.

    Вот выходят люди.

    И первое, что вижу — народу не очень много, но среднего возраста лет по 40-50. Один мужик при мне звонит кому-то и довольно громко говорит «Отличный фильм, таких сейчас почти нет».

    Я заинтригован.

    Вот запускают в зал. Верчу головой — будний день, середина, ужасная погода, все наверняка дома или на работе (привык я в такое время сидеть в зале с 2-3 людьми, не более) — ан нет! В зале насчитал 15 человек, что по-моему для такого сеанса вполне ничего.

    Фильм. Рекламная кампания.

    Есть одно огромное но.

    Я не знаю, кто делал плакаты и трейлер к фильму. Мне кажется, их стоит прогнать из этого бизнеса и никогда больше не пускать.

    1. Какой чудак додумался сделать плакат, где Игнат и Эльза валяются в куче угля? Этого даже в фильме нет, этот плакат создаёт ощущение, что перед нами какая-то очередная полупроходная дрянь.

    2. Кто делал трейлер? Зачем в трейлер обязательно надо напихать побольше голых баб и поменьше сути?

    Про рекламу на этом закончим. Перейдём к смысловому наполнению.

    Суть/сюжет/идея/картинка (в общем, информационно-зрительно-слуховое наполнение).

    Сюжет фильма описывать даже не стоит — за меня всё сделали.

    Картинка в фильме ПРОСТО ВЕЛИКОЛЕПНА. Сибирские таёжные просторы, необычайно реалистичное поселение, ничего лишнего. Паровозы соответствуют эпохе, метод их вождения также описан верно.

    Музыка — вне всяческих похвал. Не зря был приглашён именитый кинокомпозитор — музыка полностью соответствует тому, что мы видим на экране.

    Особых спецэффектов в фильме вроде бы и нет, хотя ЗАЧЕМ ОНИ ТУТ? Весь смысл этого фильма в естественности.

    Теперь о самом приятном: об игре актёров.

    Диалоги актёров в фильме — это его изюминка. Здесь нет неуместных реплик, крепких слов, употребляемых не к месту. Я влился в происходящее на экране, я ВЕРИЛ в реальность происходящего.

    В фильме нет «хороших» и «злых» персонажей- все они имеют собственное мнение и взгляды, и потому действуют так, как им кажется правильным. Множество мелких ролей добавляют фильму невероятной красочности, я не нашёл ни одного человека не на своём месте или ненужного.

    Я не любитель писать, как великолепно сыграна главная роль — на то она и главная, чтобы актёр играл её со вкусом и качественно (и в данном случае это именно так, Машков и Аньорка на высоте), поэтому опишу пару косвенных:

    1. Александр Баширов. Помимо того, что это мой любимый актёр, он украсил этот фильм так, как только Баширов может украсить фильм. Его роль как всегда сыграна безупречно, его оригинальная внешность и голос как всегда придают его персонажу уникальности и неповторимости. А фраза про то, что он тут «музыку стережёт» лично для меня войдёт в число крылатых.

    2. Гармаш. О нём говорят весь фильм, но появляется он только в самом конце. Это самая разносторонняя роль в этом фильме. Он жестокий, он бесчеловечен, но он одновременно с этим удивительный человек. Низкий поклон Алексею Учителю за сцену погони, где герой Гармаша кричит с блеском азарта в глазах «Фишман? Да какой я к чёрту Фишман! Вот он!» и бьёт ладонью по обшивке своего паровоза ФШ-М. Только ради этой сцены можно пойти посмотреть этот фильм в кино ещё раз, а ведь она не единственная выдающаяся. А финальная сцена с Гармашем, уезжающем на велосипеде вникуда заставляет даже пожалеть его, человека, любившего больше всего паровозы, и не сумевшего перенести хоть каплю любви на людей.

    3. Медведь. Медведь, в отличие от Гармаша, присутствует в фильме почти всё время. Это в некотором роде оберег посёлка Край, его побаиваются и относятся с почтением. Несомненно, съёмки с медведем очень красивы, а сцена из прошлого, когда от него убегает машинист паровоза со спущенными штанами заставляет посмеяться. Удачная находка.

    4. Мальчик, единственный в посёлке. Его роль невелика, но он присутствует почти везде. Это своего рода ангел посёлка, его единственная юная душа. Он невероятно выразителен, его огромные глаза действительно цепляют.

    Теперь о не менее важном аспекте — об историчности и обвинениях о «кровавой гэбне».

    До сих пор некоторые ветераны ВОВ при слове «Германия» плюются и ругаются. Для них это слово стало синонимом бесчеловечности, зла. Неудивительно, что народ травит немку, а Игнат поначалу относится к ней, как к животному — после войны в олицетворении многих немцы и Германия были чем-то вроде отбросов, скотов, гадов.

    Паровозная составляющая.

    Начну с недочётов:

    1. В сцене, где Игнат протапливает «Густава» (паровоз типа Ов, начала 1900х годов) есть явный недочёт. Судя по фильму, Игнат в течение нескольких часов кидает в топку зажжённые предметы и паровоз оживает. Это маловероятно, так как кроме топки стоит просушить и огромный котёл, иначе паровоз будет просто пыхтеть.

    2. В финальной сцене погони мы видим современный на тот момент ФШ-М и Ов 1903 года. Уж как ты не кидай в топку уголь, но, по-моему, Ов вряд ли обогнал бы ФШ-М (он выжал бы 75 км/ч, но ФШ-М выжал бы все 100)

    Но это простительные мелочи. Можем предположить, что я ошибаюсь.

    Паровозы представлены великолепные. Нет дурацких нестыковок в виде пассажирских экспрессов 50х годов на лесовозной дороге 40х, показанные сцены вождения паровозов реалистичны, нет бреда, никто не сидит возле топки в тулупах.

    Огромное спасибо консультантам. Видимо, нашлись консультанты дельные, дело знающие, отчего фильм действительно внешне историчен.

    P.S. Некоторые скажут, мол, в фильме много сквернословят. Ткните мне пальцем, где это не к месту и я соглашусь. Господа, вам показывают что-то, реально похожее на ЖИЗНЬ. Или, думаете, все в 46 году в сибирской глуши обращались друг к другу на «вы», «сударь», «сударыня»?

    Итого имеем:

    Игра актёров — 10/10, + отдельное спасибо Баширову

    Сюжет — 10/10

    Картинка — 10/10

    Диалоги — 10/10

    Музыка — 10/10

    10 из 10

    Фильм достоин поездки на «Оскара» от нашей страны, Алексей Учитель снял сильное и качественное кино

    28 сентября 2010 | 19:47

    «Там, в краю далеком…» есть одна большая семья, этакий срез общества. Каторжники, ссыльные, враги народа, каждый по-отдельности и все вместе. Послевоенное время. Время здесь волчок судеб, пространство — антураж событий: Сибирь, тайга, пристанционный посёлок, лесозаготовка. Вокруг красоты, дикие звери и единственная связь с внешним миром — двухпутная железная дорога. «Свободу почуяли?» Как и дорога, в фильме две линии — основная и обрывки из жизней некоторых героев, открывающих нам персонажей во времени и в других условиях. Надо признать, создателям картины удалось вместить эти отрывки в нужных моментах и в нужном для понимания событий объеме.

    Природа, атмосфера сибирской бескрайности и не дружелюбности передана авторами фильма сполна. Также хорошо можно прочувствовать тягость работы тех, кому приходится преодолевать характер этих сибирских мест, суровый и коварный образ жизни. Не хочется разбирать скрупулезно игру главных актеров — она, слава богу, есть, эта игра и её нужно просто смотреть и чувствовать. Попробую остановиться на ключевых моментах.

    Роль Игната — отлично исполненная В. Машковым — классический образец геройства, трудяги и просто отличного мужика (мужчины) в одном флаконе. «Ты что правила не знаешь? По встречке нельзя!» — ухмыляется машинист со стажем в этих краях. Да, герой не знает, ему это и не нужно. Он здесь человек пришлый, а в глазах только огонь локомотива.

    Красавица Софья — образец русской бабы — в горящую избу и коня на скаку. Но как же слаба эта женщина перед настоящим мужиком?

    - Ну чем я хуже него?
    - В нем чертей больше.

    И даже тесное общение Игната с Эльзой никоим образом не отрезвляет Софью:

    «Игнаш, люди то издеваются.. говорят, со зверьком жить стал»

    «Зверек» немка Эльза, всю войну прожившая на острове в старом проржавелом паровозе вблизи поселка нашла в Игнате своего спасителя. По тому как он работает, как чинит паровоз. Языковой барьер между ними — это ирония: два человека нашли общий язык друг с другом там, где не могли найти его целый поселок «людей», тех, что поговаривают о «зверьке». Любовь не знает никаких границ и барьеров.

    «Почему они все меня так ненавидят?» А война уже прошла, ненавистники — враги народа. Снова классический вариант сарказма — в своем глазу и а судьи кто.

    Игнат наравне с Эльзой, с ее ожившей грацией и одухотворенностью, служат некоторыми раздражителями в этом мирке накала. Это так нагло, когда зверьки живут по-людски, никому не мешают и пытаются дать жить другим.

    «Меня еще никто на руках не носил»

    И у этих людей все бывает когда-то в первый раз — и когда гром не грянет и когда перед глазами встают новые горизонты, не такие уж и далекие.

    «Давай, контуженный, догони его!» Оказываясь вместе перед общим врагом, вчерашние враги сегодня вместе. Признание приходит со временем, а пока игра в справедливость, соучастие, причастность, единение. А там, глядишь, и не контуженный. И не звери..

    «Херова встречаете, сволота».

    Тот самый общий враг — чекист Фишман, опускающий волю вольную поселенцев с небес на землю, обличающий беспомощность управленца Колыванова, показывающий всю подноготную трудовых будней — «Родину всю пропили или только до Урала?», и тот самый оплот правил, писанных и неписанных: «Немцы к немцам — порядок!»

    Как и любому накалу страстей, сложившемуся беспределу приходит свой «край». Победа над двумя зайцами: какие бы не были эти сволота, каторжники, враги народа — в них живет чувство сострадания и доброты; изгнанники обретают свободу и пускают все в логическое русло.

    А «Густав» зачем написал?

    А еще третий «заяц», самый главный, — который все-таки «стучит».

    10 из 10

    2 ноября 2010 | 20:52

    Эта картина, как и почти все другие картины Алексея Учителя о русской душе, о русском характере. Я бы поставил ее в один ряд с фильмами «Царь», «Остров», «Космос, как предчувствие».

    Быт поставлен очень правильно, характеры людей тоже, финал фильма получился странный. Из тяжелой драмы вдруг стал веселым и даже комедийным, но и это понравилось.

    В целом фильм очень правильный и душевный, ставлю ему 

    8 из 10

    6 января 2011 | 11:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 143 руб.
    DVD, 255 руб.
    Blu-Ray, 495 руб.
    подробнее

    Новости


    Не успел еще отгреметь 70-й Венецианский фестиваль, а на другом материке 5 сентября стартует еще один крупный смотр — Международный кинофестиваль в Торонто. КиноПоиск рассказывает о наиболее любопытных фильмах программы фестиваля, в числе которых новые работы Стива МакКуина, Рона Ховарда, Рэйфа Файнса и Алексея Учителя(...)
     
    все новости

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    «Легенда о ночных стражах» побеждает в России, «Обитель зла 4» творит чудеса в Японии и сохраняет лидерство в мире, а «Начало» берет 500-миллионный рубеж международных сборов (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДивергентDivergent111 198 959
    2.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier106 717 148
    3.НойNoah84 545 053
    4.Рио 2Rio 245 287 405
    5.ОкулусOculus41 389 544
    10.04 — 13.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 981 027490 134
    Деньги500 052 108 руб.174 984 437
    Цена билета252,42 руб.20,75
    10.04 — 13.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.ХулиганыHooligans8.145
    186.Золотая лихорадкаThe Gold Rush8.143
    187.Поющие под дождемSingin' in the Rain8.142
    188.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.140
    189.ИллюзионистThe Illusionist8.138
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.ПосвященныйThe Giver91.41%
    37.Повар на колесахChef91.33%
    38.Маленькая большая девочкаLaggies91.03%
    39.ГераклHercules90.66%
    40.ФрэнкFrank90.63%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Если хочешь хорошо провести время, звони…For a Good Time, Call...4
    Правила съема: Метод ХитчаHitch104
    Игра престоловGame of Thrones258
    Даёшь молодёжь!21
    ГолгофаCalvary2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job6.013
    Скорый «Москва-Россия»5.016
    ДивергентDivergent7.212
    Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier7.669
    СаботажSabotage5.752
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 224.04
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin24.04
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    премьеры