всё о любом фильме:

Край

год
страна
слоган«Предельная скорость и беспредельная страсть»
режиссерАлексей Учитель
сценарийАлександр Гоноровский
продюсерАлексей Учитель, Александр Максимов, Константин Эрнст
операторЮрий Клименко
композиторДэвид Холмс
жанр драма, история, ... слова
бюджет
$11 000 000
сборы в России
зрители
Россия  872.4 тыс.,    Украина  64.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время110 мин. / 01:50
Номинации:
В августе 1945-го в далекий поселок с названием Край с войны возвращается бывший танкист Игнат, чья страсть — паровозы. Он узнает, что на уединенном острове с довоенных времен брошен немецкий паровоз, и принимается его восстанавливать. Но, оказывается, у паровоза уже есть имя — «Густав», и есть хозяйка — Эльза, дочь немецкого инженера, арестованного в начале войны. Да и для сельчан одержимый мечтой, свободный Игнат — чужак. Страсти закипают шекспировские, причем в них задействованы не только люди, но и несколько паровозов, почти живые существа, у каждого свое имя…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.50 (2046)
ожидание: 75% (2236)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 3 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В паровозе СО18, который ведёт герой Сергея Гармаша, на потолке паровозной будки укреплён динамик радиостанции 42РТМ, которая появилась лишь в 1980-х годах.
    • «Гайка», которую откручивают на паровозе Владимира Машкова, на самом деле — заглушка штуцера углеполивочного рукавчика, находится она на водопитательном инжекторе, а не на котле. При неработающем инжекторе из этого штуцера не пошло бы вообще ничего, при работающем — полилась бы вода. Кроме того, видно, что пробка, откручивающаяся от вибрации, сидит очень свободно и пропускает она не пар, а воду.
    • Дед Владимира Машкова был машинистом паровоза, как и главный герой фильма.
    • У фильма было 109 вариантов сценария.
    • Паровоз Ов, простоявший на изолированной ветке в тайге без движения минимум 4 года, по версии создателей фильма снаружи покрылся не ржавчиной, а мхом. Но внутри паровозной будки видна топка, котловая арматура, всё это относительно недавно покрашено, там же на котле заботливо укреплён набор рожковых ключей.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7010 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Посмотрел фильм, а потом решил почитать отзывы, хотелось понять как разные люди воспринимают эту картину. Забавно, но и негативные и положительные отзывы нашли у меня отклик. Фильм своеобразен, фильм неоднозначен и на мой взгляд исключительно созерцательный. Посмотрев фильм, даже прочитав рецензию, изучив мнения других людей, я так и не нашел для себя ответа, а про что же собственно фильм. Про войну? Но тут ее как бы и нет. Про некий поселок Край, в честь которого и назван фильм, но ведь Край — это всего лишь небольшая декорация, не более того. Про паровозы? Ну да, есть в этом что-то, в этом преображении из груды уже почти ненужного металла, в боевого скакуна, преобразившегося и снова способного на многое. Однако и здесь мысль всего лишь обозначается, а не раскрывается.

    Может быть это зарисовка из жизни людей? Опять же не похоже. Не так много действия, не так много настоящей актерской игры. Машков хорош, но это все же не тот фееричный, неподражаемый и блистательный Машков из Ликвидации, скорее его тень, его пусть и качественный, гл клон. Даже в Питер ФМ он более ярок в одном маленьком эпизоде, нежели здесь будучи главным героем. Да, можно опять же отметить и Гармаша, но он, как и Машков, просто не опускается ниже определенного уровня, но ведь могут они куда ярче, куда больше. Понравились разные планы, природа у нас хороша — это правда. Однако только Машков и природа не могут превратить фильм во что-то осмысленное.

    Поэтому фильм разваливается на сцены, на эпизоды, так и не формируясь во что-то целостное. Этот фильм не возможно пересказать, можно просто накидать несколько фраз характеризуя увиденное. Это унылый быт, это человеческая стойкость перед трудностями, это красивая природа и просто человеческие отношения, причем в далеко не лучших проявлениях. Само название Край оставляет ощущение недосказанности. Ну разве назовут русский поселок Край? Какой именно край? Краснодарский или может еще какой? Или может это край света, край земли? От названия словно попахивает американизмом, так как создается ощущение, что авторы сами не понимают до конца смысл данного слова. Тем не менее, если не углубляться в перепетии сюжета, которых по сути и нет, если не сопоставлять работу актеров с другими их работами, если не искать соответствий происходящего реалиям, то фильм вполне можно смотреть. Несмотря на всю непонятность, на всю недосказанность, мне фильм в целом понравился, просто зрительно. Я просто смотрел и находил позитивные моменты. Однако фильм — это не просто видеоряд, не просто пейзажи и хорошая игра актеров, а нечто гораздо глобальнее. Поэтому моя оценка только

    5 из 10

    да и то больше за Машкова и медведя, который произвел на меня самое положительное впечатление от всего увиденного.

    13 декабря 2010 | 11:34

    КРАЙ -ТАЙГА — рейсинг

    Не могу порадовать восторженной рецензией. Фильм, в целом, не понравился… к сожалению… Очень хотелось посмотреть, и. в результате,98 минут хаоса, обрывочных, несвязных общей сценарной линией эпизодов и зарисовок. Если бы не Машков, провал был бы очень глубоким и жестоким. Не смог бы фильм лихо перелететь с одного конца моста на другой.

    Начало, в лучших традициях американских фильмов конца 80-х: замес на грубом сексе. Потом герой постоянно перемещается на своем огромном железном коне. Но, перемещается не по делу: на работу, за дровами, или прогуляться по тайге! Нет, он тусит безостановочно и бесцельно! Хотя кругом вольное поселение, о чем нам подробно излагают на 99-ой минуте. Кстати, наиболее удачный и динамичный кусок фильма. Есть целостность восприятия, актерам предоставлена возможность проявить драматические способности! и это было хорошо, и, даже -пронзительно!

    Порадовали природные планы, но этого добра у нас творец в изобилии предоставил.

    Операторская работа претендует на оригинальность, с туманами, парами, размытыми крупными планами. НО, сцена «тайга-рейсинг», то бишь гонка на паровозах, вызывает желание пониже опустить камеру, и захватить колеса, дающие эту самую гонку, и окрестные деревца! Наверняка, снималось и с других точек, но, на монтаже, видимо, решили взять верхушками. Хотя план с двумя паровозами был более динамичным!

    Роль героини дерзкая, но не совсем живая, в смысле правдоподобности.

    Если быть откровенной, события должны были происходить в будущем. Будущего мы не знаем, и выкозюливать в нем можно все, что угодно, а здесь… много фантастики. Хотя, самая реалистичная была немка. ее истории можно было, хоть на 30% поверить.

    Паровозы — забава местного населения, ездят, куда хотят, и когда хотят!)) Вспоминается Рязановский паровоз перестройки.

    рецензия на рецензию: эротическая сцена — 5-;благодаря ей, зритель10-15 мин ждет развития, паровоз — крики- еще 10мин зритель ждет завязки; следующая 30 минута- йети -немка; немного эротики в бане + разборка, зритель проснулся, опять ждет.

    Наверное, смысл очень глубинный, с первого просмотра не постичь! безнадега и тема лагерей затронута, но зачем!?.. Паровоз перегнал с такими мучениями, потом катался на нем, раздражая народ! Для чего? Чтобы, тупо его разбить, и уехать обустраивать свою жизнь с немкой на дрезине… во всем есть философия..-)

    КРАЙне интересная философия

    1 октября 2010 | 21:51

    Посмотрел российский «блокбастер» Алексея Учителя под названием «Край». Сначала проняло, потом попустило — ровно настолько, чтобы считать сие распиаренное творение очередным лубком не для нашего зрителя, а исключительно для какой-нибудь сраной Киноакадемии…

    - Мужик, ты что сказать-то хотел?
    - Дык «Оскара» хочу!
    - А-а, ну так бы сразу и сказал…

    Все штампы, на ура воспринимаемые голливудскими придурками, присутствуют: шизанутый на всю голову майор НКВД с загадочной биографией и полномочиями, тема репрессий во всю ширь, загадочная русская душа, снег, тайга, медведь и грязный потный секс по-советски (красивая любовь — не для совка!).

    Много спорил по этому поводу. В итоге сошлись на том, что две подробности уже убивают фильм в зародыше.

    1. Двухколейная железная дорога у безвестной сибирской станции («Дальше ничего нет») в 1945 году. Ересь!

    2. Жопастые и увесистые в остальных местах бабы в бане — это ж, мля, 1945 год, вольное поселение, они же по лагерям голодали, у них ребра торчать должны!

    Помимо этого: отсутствие в природе и истории паровоза «ФШ-М» («Фишмана») как марки и как класса; прочие несуразицы сюжета, как-то: немецкие специалисты, которых в 1940 году привозят черт-те куда строить мост черт-те куда (на необитаемый остров!), а потом ведут расстреливать без суда и следствия; майор НКВД, который что в 40-м майор, что в 45-м, но ухитряется представляться фронтовиком; и т. д.

    Кто-то скажет: это же притча, это же высокое искусство! Много раз повторял: притча — это если вы будете изображать абстрактный сюжет в абстрактной стране; если же страна, условно говоря, именуется Россия, адмиралЪ — Колчаком, то он должен ходить, говорить, поступать и выглядеть так, как это делал российский адмирал Колчак, а не какая-то плесень в исполнении хорошего актера.

    Та же история — здесь. В «Ликвидации» и «Воре»» отменный актер Машков выглядит гораздо лучше. Здесь — такое…

    Очень жаль. Думаю, вы подметите гораздо больше несуразиц, чем я. И связанных не только с конструкциями паровоза и скоростемера, мимо чего я тоже как потомственный железнодорожник проходить не имею права.

    12 июня 2011 | 13:22

    Давным-давно убеждаю себя, что русское кино не стоит смотреть, чтобы не расстраиваться. Но нет, руки сами так и тянутся к отечественной кинопродукции. А тут еще такое дело — фильм-претендент на «Оскар». Вариант один — срочно смотреть! И, как выяснилось, разочароваться.

    Даже не знаю, с чего начать. Название. Край. Слово-то оно, конечно, красивое, но к чему? Просто по названию поселка? Примитивно, аж претит!

    История настолько предсказуема, что тошно становится. Ни в одном кадре не найдете чего-то удивительного.

    Все настолько грязно и противно, что тошнит. Какой-то грязный секс, использованный как приманка зрителя уже в который раз. Какой-то неприятный главный герой. Какая-то миллион раз затертая и затасканная история с неясными целями и задачами.

    Господин Учитель, объясните мне, зачем мне это видеть? Зачем мне смотреть на такую грязь и пошлость, знатно приправленную пошлыми и несмешными шутками и периодическим матом? Только затем, чтобы знать, что мне теперь стыдно за выбор оскаровской комиссии РФ?

    Игра актеров никудышная. Машков вообще ничего не играет, ходит просто грязный, старый и немытый. Пересильд тоже никакая. Светит своими телесами и ничего не играет. Мотивы ее героини, в силу которых она взяла немецкого мальчика с собой. Горбунов просто комичен. У него весь фильм видна рука, которой по сценарию не должно быть. Хоть бы гимнастерку побольше на размер надели, что ли. Гармаш просто не отличим от всех своих предыдущих ролей. Можно просто текст закадровый записывать и из других фильмов с его участием нужные кадры вырезать. Это уже невыносимо. Самая нормальная роль — роль немки. Тут тоже не идеально, но по крайней мере терпимо. За исключением той сцены, где она видела Игната во сне. Это такой, чисто русский маразм.

    Итог: ужасно навороченный фильм. Столько тем, столько сюжетных линий, и ни одной не раскрыто. Финал просто ужасен. Песня «Миленький ты мой» — это полный финиш. Все. Дальше бы надо ужасней, но уже некуда! К сожалению, русские режиссеры так и не научились ставить, позвольте процитировать Маяковского, «точку пули в конце». Господа, поучитесь у Спилберга, Аллена, Альмодовара, Райта. Может, поможет. Ну, а нет, значит так тому и быть.

    Обидно, печально… да и ладно!

    Оценка 2 из 10!

    Спасибо за внимание!

    26 сентября 2010 | 23:02

    Как же в нашей стране любят пиарить никчемные фильмы, снимать о тиранах советского периода, несколько приукрашивая действительные факты и выставляя их уже не злодеями, а добромолодцами и национальными героями! А как стали в каждый диалог вставлять ненормативную лексику! Ну, черт возьми, не ближе к народу получается картина и персонаж, а все это вызывает отвращение!

    Владимира Львовича Машкова я знаю очень много лет, он являлся моим учителем. Моя любовь и уважение к нему не имеют границ. Он очень любит участвовать в военных фильмах, играя сложную судьбу и моральные переживания человека. В каждою свою роль он погружается полностью, весь и без остатка, что ни на есть вживается в нее, осваивает профессию своего героя и вносит что-то новое в его характер. Все сложные сцены Машков выполняет без каскадеров, в сцене при строительстве моста на реке однажды чуть не погиб из-за сильнейшего течения. Я преклоняюсь перед талантом Владимира Львовича. Это человек, у которого вечно «горят» глаза, амбар различных мимик и жестов, неиссякаемый источник сил, энергии, мужественности, храбрости.

    При всем моем уважении к актеру, фильм мне не понравился. Герой получился эгоистом, эдаким жестким и суровым «суперменом», который и женщину чужую уведет, и даст в поддых любому, и заставит всех жителей села приседать по команде, и немку защитит от безжалостных русских людей, и, конечно, будет рассекать на починенном им же паровозе (смысл его катаний я так и не поняла). Слишком обозленные люди, выглядевшие чересчур деревенскими, к которым нет ни йоты симпатии и сострадания. Базарные любопытные бабы (тягающие тяжеленные брусья), соперничающие гордые мужики (находящиеся перманентно в нетрезвом состоянии), постоянные шуточки, подколы, мат, мордобой, гонки на старинных паровозах выводят из себя. А уж костры посредством явной компьютерной графики и вовсе «убили». Бюджет в 11 миллионов долларов, но где же эффекты? Как таковую, переправу через еле дышащий мосточек славного паровоза «Густав», столкновения паровозов мы не увидели. Я понимаю, военные годы, людям не до веселья, но фильм серый, унылый, сумбурный и скучный. Мне не хотелось бы, чтобы этот фильм увидели за рубежом. Теперь точное доказательство, что у нас медведи ходят по улицам.

    24 ноября 2010 | 11:39

    И действительно — гонки на паровозе!

    В целом впечатление от фильма положительное. Выглядело все довольно самобытно и душевно. И сломленные грязные замерзшие люди и сибирская, тайга и река в розливе, и медведи и поезда. Но как-то осталось ощущение неверия…я поймала себя на мысли что с трудом верю в эту историю…. да она самобытна — но что-то не вяжется…. хотя всяко бывает.

    В общих чертах: фронтовик Игнат едет в Сибирь в «Край» как спец по ж/д транспорту…на месте он находит спутницу, заброшенный поезд, беглую немку и кучу недругов…растоптанный людей, озлобленных на все в этом мире. Игнату приходится решать, что для него важнее всего в жизни и что он должен защищать…ну или не должен…И собственно во главе угла он ставит не что иное как поезд… а уже потом все к нему прилагающееся (немка Эльза ведь по сути тоже приложение)…

    История суровая немного сюрреалистичная, сумбурная, явно понятная не до конца… (у меня было ощущение как при чтении Платонова с его Котлованами… когда цвет черного сменяет только коричневый и все медленно но верно рушится по ходу — хотя казалось бы что хуже уже некуда…)

    Вот. А вообще интересное кино, хороший юмор (возможно дерзковато по тем временам- но ничего). Одно немного расстроило — нет не маты… они уместны в общем — думается что было и почище…Но вот какая-то странно выпяченная пошлость — это лишнее — ну это мое мнение….

    Хорошее кино — рекомендую!

    8 из 10

    30 сентября 2010 | 14:24

    10 из 10 Учителю за потрясающую способность замаскировать в достаточно посредственном сюжете и обычной не арт-хаусной картинке очень глубокое интеллектуальное кино с неслабой политической подоплекой. Весь фильм состоит из метафор и аллегорий, их надо видеть, и тогда откроется для вас совсем другое кино, спрятанное за псевдо-михалковской картинкой. Это как с рисунками такими (автостереограммы), на которые посмотришь — вроде нет ничего интересного, а стоит расфокусировать взгляд и посмотреть как бы за изображение — и вот он трехмерный мир. Тем кто умеет смотреть M.Haneke, фильм думаю будет понятен. Остальным придется обсуждать технические вопросы мог ли паровоз так проехать или нет.

    15 декабря 2010 | 20:04

    На Руси к убогим издревле относились с жалостью. Старались их не забижать. А и, правда, что с убогого возьмешь? Важно различать истинно убогого от надевшего маску оного. Давеча возле известного собора в Москве я наблюдал сцену: калека, типа без ноги, при входе просил милостыню. Ему, убогому, ясное дело, подавали.

    Каково же было мое удивление, когда у него затренькал телефон и «убогий» проворно подскочил на ОБЕ ноги (вторая, очевидно, моментально отросла) и отошел за угол. Я немало видел телефонов, но с уверенностью скажу, что достал он из дырявых порток СМАРТФОН! Не меньше. С таким широким экраном я знаю целую линейку недешевых аппаратов. Вот тебе батюшка, и Юрьев День! Вот тебе и убогий…

    В картине «Край» мы также будем иметь дело с фальшивой убогой. Вернее, вынужденно фальшивой и вынужденно же убогой. И такое бывает, если события происходят на Руси-матушке. А еще причудливости добавляет тот факт, что российским убогим становится подданный иностранного государства… Весьма симпатичный подданный, должен я признать по-мужски, если отмыть и почистить с нее накипевшую таежную грязь. Тайга от автора далеко, а вот актер Владимир Машков туда добрался в образе машиниста Игната. Именно Владимир сыграл своеобразную роль Мойдодыра, сначала отмыв убогое создание, а затем снова законсервировал.

    Да, следует признать, что в фильме «Край» Владимир Машков и вовсе на себя не похож. Я недавно, пару недель назад, посмотрел с ним «Домовой», где он играет киллера. Холодного, расчетливого. В «Кандагаре» — тоже его амплуа — весельчак, бабник. В «Крае» же его герой Игнат — малость шибанутый на голову, как лично мне показалось. Вскоре авторы картины дают пояснение: время действия — сразу после ВОВ. Фронтовики вчерашние пашут на самых разных работах.

    Игнат — машинист, и машинист от Бога. Я не знаю, кто консультировал Владимира Машкова по управлению древними паровозами, но в картине «Край» он лихо орудует всякими рычагами, молниеносно швыряет уголь и дрова в топку, да еще здорово кумекает в давлениях пара. А на фронте Игнат подвергся контузии и теперь периодически у него приключаются припадки.

    Припадки припадками, а мужицкое дело Игнат знает. Как женщину у напарника увести, да мозги ей запудрить. Но не только женщину. Еще и паровоз у коллеги также умыкнуть. Или расколошматить. Для диалогов герой Машкова избирает язык жестов: он сначала бьет по физиономии собеседнику, и только затем задает и отвечает на вопросы. Контуженный, что с него взять!

    Давно примечено, что у человека, которого толпа считает немножко «не того», открывается некий «третий глаз». Способность видеть и обнаруживать скрытые явления и предметы. Экстрасенсы ищут угнанные машины по фото. А Игнат находит заросшую рельсовую дорогу, а на ней — паровоз! Еще довоенный. За годы порос металл мхом.

    Казалось, мертвая глыба железа, о которой все забыли в чаще таежной. А к паровозу в довесок предлагает тайга живого человека — одичавшую за многие годы одиночества молодую немку Эльзу (актриса Аньорка Штрехель). Что Эльза — дикая, что Игнат — дикий. Та в него из ружья палит, а мужик не знает, то ли придушить ее, то ли любить.

    А в каких видах все это авторы снимали! Бескрайние просторы русской тайги. Как же она смотрится умильно с экрана. А вот оказаться там в реальности — дело иное. Тайга — она ведь живая. Медведи, рыси, волки…Игнат умудряется вдохнуть жизнь и в мертвый паровоз. Удивительно выглядит общение двух персонажей — Игната и Эльзы. Она шпарит по-немецки, он по-русски, и прекрасно друг дружку понимают. Дикие персонажи вместе трудятся, чтобы выехать на паровозе на большую землю и благодаря знаниям Игната, да русскому «авось» им это удается!

    Откуда взялась симпатичная (если отмыть) молодая немка в тайге — будет рассказано в фильме. И это правильно, потому как, прямо скажем, я бывал в тайге и скажу, что нечасто можно встретить там не только иностранца, но и просто человека. А тут девушка всю войну просидела в лесной глуши. Людей не видела, дичала. Прямо скажем, что подобный поворот сюжета авторами придуман весьма удачно. В чем его привлекательность? В неожиданности. Странная история любви русского мужика, не юнца, прямо скажем, и двадцатилетней немки, что как снежный человек много лет подряд существовала вне цивилизации.

    Как водится, у немки есть неоплаченный счет: отомстить за смерть своего отца, убитого еще до войны главным злодеем фильма — директором лагеря по фамилии Фишман (актер Сергей Гармаш). Что у актера Гармаш здорово поставлено, так это глотка! В фильме «Край» он почти все время либо орет, либо приказывает. Или все вместе — одновременно. Ох! Думаю, из актера Сергея Гармаша отличный командир бы вышел в армии. Без шуток.

    Главным героям — злодею и дикому машинисту — предстоит сойтись в схватке на паровозах. Погоня одного за другим, как я считаю, лучшая сцена в фильме. Все мы зрители уже многое видали: автопогони, погони на катерах, карусели на самолетах, преследование на подводных лодках. А тут — на почерневших паровозах. Мне, как зрителю, данная новизна пришлась по душе. Также мы видим не гламурненького Машкова (типа упакованный киллер или рафинированный летчик), а самый что ни на есть чумазый и бритый машинист. Весь в масле и угольной копоти. Этакий прокопченный угорь — вот каков Машков в фильме! А его напарница Эльза (Аньорка Штрехель) получилась как сельдь под белым луком. И темная, и яркая одновременно.

    Фильм «Край» — история про людей. Здесь нет феерических боевых сцен с кучей падающих трупов. Житейская, но очень необычная история. Мне работа Машкова пришлась по душе в этом фильме. Даже язык простого мужика здесь идет Владимиру больше, чем в том же «Домовом».

    И еще меня поразил бюджет. 11 млн. «убитых енотов!» Дорогие билеты покататься в тайге на ретро-паровозе и мишку таежного поснимать! Где они там — 11 млн? Пропали в тайге…

    Но несмотря на все несуразности фильм смотрится на

    7 из 10

    21 декабря 2010 | 21:20

    В очередной раз приходится убеждаться в том, что основная беда отечественного кинематографа заключается в отечественной рекламе. Все, конечно, очевидно: вкладывая в новый кинопроект властелины Первого Канала надеются получить существенную выгоду и прилагают для заманивая зрителя в кино все возможные средства. Однако, при этом они забывают, что не всякое кино можно подавать широкому зрителю. В этом году подобный промах уже допустили с призером Берлинского Кинофестиваля «Как я провел этим летом», устроив фильма мощную рекламную кампанию и обеспечив существенное количество залов. Казалось бы, печальный итог в виде чуть более 600 тысяч долларов сборов должен был образумить медийных боссов. Но вот, полгода спустя ситуация повторяется один в один: рекламные ролики, предвещающие любовь и гонки на паровозах, постеры полуэротического содержания и слоганы-образцы идиотизма. «Самый горячий фильм года», чтоб его.

    А между тем, «Край» Алексея Учителя — это не легенькая порномелодрама в условиях тайги. Это Сибирь, чистая и незамутненная; суровая, жесткая, скупая на слова и действия, порой потрясающе красивая и, что самое главное, совершенно недоступная пониманию городского жителя. На взгляд обычного посетителя мультиплексов события и поступки героев начисто лишены смысла — и хотя сюжет «Края» можно легко пересказать, рассказывать о нем крайне сложно. Вот какой-то машинист Игнат прибывает с только что закончившейся Великой Отечественной Войны в отдаленный сибирский поселок для «предателей Родины», которые вроде бы каторжане, но имеют относительную свободу передвижений. Вот Игнат каким-то неведомым образом за один вечер отбивает у местного машиниста и жену, и паровоз. Вот Игнат куда-то везет на поезде каторжан — похоже, лес пилить — но внезапно увлекается и устраивает соревнование на скорость с идущим по параллельному пути товарняком, что, конечно, заканчивается плачевно. Вот Игнат перебирается вброд через бурную речку, вот находит на другом берегу старый, побитый ржавчиной и заваленный листвой паровоз, а в нем — непонятную вроде бы дикую, но симпатичную немецкую девушку. Вот они вместе отстраивают мост, вот приезжают на паровозе, вот сталкиваются с ненавистью добропорядочных советских заключенных, вот приезжает товарищ из НКВД, вот по кому-то стреляют, кого-то убивают, чем-то ударяют по чему-то. Вот разбиваются паровозы. Вот бурый медведь сидит, вот бурый медведь бежит, вот бурый медведь попадает под поезд, вот бурого медведя с упоением поедают изголодавшиеся зэки, вот шкура бурого медведя «распята» на красной звезде на носу паровоза.

    После такого — либо сразу в дурдом, либо в Сибирь на поселение. Так или иначе, правила игры Учителя придется принять и все, что кажется странным, непонятным, нелепым, нелогичным, абсурдным и, возможно, даже пародийным считать нормой: так должно быть. Если зритель подобное усилие сделать над собой не способен, ему будет легче сразу покинуть зал в первые двадцать минут. То есть, сразу же после обязательной для отечественного кино, но совершенно не нужной в фильме постельной сцены. Надо же рекламу оправдывать.

    Тем же, кто останется на «Краю», откроется по-настоящему суровый мир. Мир, в котором есть только два ведущих образа: монументальный, где-то в три человеческих роста, черный корпус паровоза с тусклыми передними фонарями-«глазами» и массивный, но по-человечески спокойный бурый медведь. Все остальное в фильме — лишь вариации. Декорации в большинстве своем «паровозные»: гигантские сосны, большие бараки со звенящими металлическими крышами, тяжелые лагерные ворота, ревущий поток реки. Персонажи же — натуральные медведи, особенно главный герой. Он без лишних слов бьет собеседника по роже, если чувствует себя оскорбленным, с относительной легкостью ворочает огромные бревна при строительстве моста, а когда дикая немка пытается спастись от него на верхушке сосны, берет и спокойно рубит эту сосну, окуная испуганную девушку в холодные сибирские воды. Неслучайно конфликт Игната с заключенными достигает своего пика в моменте, когда его паровозу блокируют путь поездом с прибитой к нему шкурой настоящего медведя, ранее сбитого и съеденного.

    Алексей Учитель уподобляет медведю и практически отсутствующий эмоциональный накал картины — еще один довод «против» для массового зрителя. Говорят здесь мало и по делу, больше матерятся сквозь зубы, смеются быстро и негромко. По сути, самым эмоциональным персонажем «Края» является самый чужой и нормальный — сотрудник НКВД в как всегда прекрасном исполнении Сергея Гармаша. Он то и дело со страхом в голосе упоминается в течение фильма («Вот приедет Фишман!..»), а по прибытии на поселение тут же бьет коменданту поддых и устраивает разнос с криками и роскошным двухминутным монологом о том, как лично у товарища Сталина болит о всех душа и как лично товарищу Фишману все здесь отвратительно. Впрочем, финал фильма подчеркнуто аполитичен, а сам чекист, которому медвежий удар Игната отшиб всю память, садится на велосипед и уезжает по заснеженным рельсам куда-то вдаль, к своей давно погибшей дочери. Его приняла Сибирь. Он вернулся к своему естественному человеческому состоянию.

    Совершенно очевидно, что именно это «естественное состояние» интересует режиссера больше всего, хотя сценарий автора блестящего сатирического мокьюментари «Первые на Луне» Александра Гоноровского предлагает немало модных и актуальных на сегодняшний день тем: последствия войны, ужасы лагерей, культ личности, родная русская ксенофобия. Но Алексею Учителю все это неинтересно, а потому и смотрятся социально-политические сцены как-то неправильно, будто искусственно-введенные в ткань повествования. Пусть даже по отдельности такие эпизоды любопытны, а иногда и весьма трогательны, как, например, попытка коменданта лагеря со слезными причитаниями под каплями дождя написать письмо товарищу Сталину левой рукой (правую оторвало на войне). Но подлинное режиссерское участие ощутимо лишь в приземленных бытовых сценах, да животном, нереальном противостоянии поездов — двух снарядов неконтролируемой энергии с двумя безумцами у топок. Безумцами, чье поведение подчиняется лишь суровой природе. Уже не важна актерская игра, не важны мотивации, не важен общий монтаж. Важно лишь движение, мрачный напряженный гул музыки Дэвида Холмса, застилающий все вокруг густой дым и суровая красота Сибири, прекрасно снятая постоянным оператором Учителя Юрием Клименко.

    По сути, только ради этого «Край» и снимался. Сознавал ли это режиссер, предлагая проект «фильма с гонками на паровозах» Константину Эрнсту — непонятно. Сознавал ли это Константин Эрнст, выделяя на картину $11 млн. (как кажется, второй после «Предстояния» рекорд по производственным затратам за год) — навряд ли. Сознавали ли это те, кто работал над рекламой — конечно же нет. Сознавал ли это комитет, отправивший «Край» на соискание премии «Оскар» — тоже сомнительно. Но в одном эти люди, должно быть, похожи: для них новый фильм Алексея Учителя — это самый неправильный фильм за долгое время. И это правда; вот только в неправильности и естественности, наверное, и заключается его странная притягательность.

    24 сентября 2010 | 08:51

    Тяжелое поствоенное время, голод и разруха. Тайга, вольное поселение «врагов народа» в местечке с пессимистичным названием Край.

    Экспедиция немецких инженеров на далекий север пришлась к началу войны. Люди, не рвущиеся убивать, сражаясь за неведомые блага, не должны нести ответственность за более фанатичных и одержимых собратьев. Но в тот страшный период трезвость, критичность оценки происходящего оставалась за гранью: немец — значит, ненавистный фашист, а их нужно уничтожать. И Эльза чудом спаслась от неминуемой гибели единственным выходом стал вынужденный побег в тайгу. Спустя года, в ее фактическую жизнь Маугли ворвался контуженный Игнат, искренне верящий, что паровозы, в которых он души не чаял — живые организмы. Из-за него Эльза столкнулась с людской ненавистью только из-за своего происхождения.

    Тем не менее, не удивительна злость обитателей поселка к другим людям, их враждебность ко всему окружающему миру — у каждого из них есть на это право, веская причина быть такими: они лишь хотели выжить. Софии удалось не только это, ведь она спасла ребенка, которого самоотверженно воспитывала в течении дальнейшей жизни, не задумываясь о том, что к неродным детям можно относиться по-иному. Кто-то потерял во время войны руку, у кого-то на почве гибели близких появилось гипертрофированное чувство заботы к собаке, кто-то свихнулся из-за смерти дочери и стал садистом, а многие просто пьют горькую.

    Большинство жителей Края адаптировалось к жестоким реалиям и смирилось с беспросветным существованием. Новички же не смогли.

    В киноповести Алексея Учителя «Край» чувствуется новаторский взгляд на, казалось бы, давно понятные факты. Всё продумано до мелочей, в то же время, лишние детали отсутствуют: отточенный сюжет, разумно написанный сценарий. Фильм отличает не только психологически тонкое построение характеров персонажей, судеб, линий их поведения; но и плавность и последовательность хода действий. Конечно, немаловажным фактором стал насыщенный актерский состав, особенно сильны исполнители главных ролей.

    Великолепная реконструкция событий далеких сороковых годов окунает зрителей в жуткие реалии того времени. А качественное изображение оставляет ощущение непосредственной настоящности происходящего на экране.

    Так что не смотря на правительственный заказ, фильм вышел отменный.

    8 из 10

    13 октября 2010 | 04:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 143 руб.
    DVD, 255 руб.
    Blu-Ray, 495 руб.
    подробнее

    Новости


    Не успел еще отгреметь 70-й Венецианский фестиваль, а на другом материке 5 сентября стартует еще один крупный смотр — Международный кинофестиваль в Торонто. КиноПоиск рассказывает о наиболее любопытных фильмах программы фестиваля, в числе которых новые работы Стива МакКуина, Рона Ховарда, Рэйфа Файнса и Алексея Учителя(...)
     
    все новости

    Репортажи


    КиноПоиск побывал на съемках новеллы Юрия Быкова «Медведь» из новогоднего альманаха «Елки 1914» и узнал, как актеры находили общий язык с лохматым коллегой, в чем заключается сложность работы с животными в кадре и почему постановщик «Майора» решил попробовать себя в новом жанре. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    «Легенда о ночных стражах» побеждает в России, «Обитель зла 4» творит чудеса в Японии и сохраняет лидерство в мире, а «Начало» берет 500-миллионный рубеж международных сборов (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    110.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.254
    111.КазиноCasino8.252
    112.Семь жизнейSeven Pounds8.247
    113.РэйRay8.244
    114.Одиннадцать друзей ОушенаOcean's Eleven8.242
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.НесломленныйUnbroken90.80%
    52.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.56%
    53.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road90.08%
    54.Безымянный проект Кэмерона КроуUntitled Cameron Crowe Project90.06%
    55.ИнсургентInsurgent90.01%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Солнечный удар22
    ИсчезнувшаяGone Girl117
    СудьяThe Judge26
    Сен-Лоран. Стиль – это яSaint Laurent7
    СтраховщикAutómata21
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДракулаDracula Untold6.633
    СудьяThe Judge8.234
    Выпускной4.763
    ИсчезнувшаяGone Girl8.511
    Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day6.524
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры