всё о любом фильме:

Баллада о солдате

год
страна
слоган«The Critics All Agree It's Great...And So Will You!»
режиссерГригорий Чухрай
сценарийГригорий Чухрай, Валентин Ежов
директор фильмаМ. Чернова, Павел Данильянц
операторВладимир Николаев, Эра Савельева
композиторМихаил Зив
художникБорис Немечек, Людмила Ряшенцева
монтажМария Тимофеева
жанр драма, мелодрама, военный, ... слова
зрители
СССР  30.1 млн
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время89 мин. / 01:29
Номинации:
Великая Отечественная война. Молодой солдат Алёша Скворцов совершает подвиг — подбивает два немецких танка. Командование собирается представить его к ордену, но Алёша просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой. Путь домой оказывается долог и непрост.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
12 + 0 = 12
8.5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально Алешу Скворцова должен был сыграть Олег Стриженов, а Шуру — Лилия Алешникова. Вместо них Чухрай взял двух дебютантов — второкурсника ВГИКа Владимира Ивашова и студентку театрального училища МХАТ Жанну Прохоренко.
    • Известная голливудская актриса Лайза Минелли призналась в одном из интервью, что смотрела этот фильм пять раз подряд.
    • Работа над сценарием картины проходила на даче у Валентина Ежова. Там же в то же самое время создавал сценарий фильма «Жажда» (1959) Григорий Поженян.
    • По словам Григория Чухрая, название «Баллада о солдате» предложил Михаил Ромм, после прочтения одного из вариантов сценария.
    • Владимир Ивашов назвал своего первенца Алексеем в честь главного героя «Баллады о солдате».
    • Действие фильма происходит в 1942 году, но военные в кадре одеты в форму образца 1943 года — с погонами вместо петлиц. Фронтовик Чухрай, конечно же, знал об этом несоответствии, но сознательно пошел на то, чтобы в картине присутствовал этот явный анахронизм. Режиссер рассчитывал, что фильм будут смотреть и иностранные зрители, которые увидели советских солдат-освободителей именно в новой форме, и стремился сделать облик главного героя более узнаваемым для них.
    • Ради роли в фильме «Баллада о солдате» Жанна Прохоренко вынуждена была оставить учебу в училище МХАТа. По личной просьбе Чухрая молодую актрису после успешно сданных ей экзаменов взяли во ВГИК.
    • В первый день съёмок (сцена с отъездом с фронта) Григорий Чухрай повредил ногу, при их возобновлении — заболел брюшным тифом.
    • Часть съёмочной группы ушла из-за разногласий с замыслом режиссёра.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Большую часть первого варианта сценария занимало описание героического труда работников тыла, а Шура погибала в городе во время бомбежки.
    • еще 7 фактов
    Трейлер 03:12

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 327 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Баллада о Солдате

    Этот фильм, повествующий о простом солдате, является лучшим фильмом о Великой Отечественной войне. Наверное, потому, что выйдя спустя неполных 20 лет после окончания войны он всколыхнул в сердцах людей горестные воспоминания о произошедшем. Еще живы матери, недождавшиеся сыновей, еще живы вдовы, не дождавшиеся мужей, еще живы дети, оставшиеся без отцов.

    Символичен кадр разрушенного моста. Это мосты между теми, кого разлучила война. Между такими юными мальчишками, как Леша, и их близкими.

    Шура для Леши — несбывшаяся мечта. Неслучившаяся любовь.

    С матерью он встретится лишь на пару минут, чтобы больше никогда не увидеться.

    О том, что случится, говорится голосом за кадром. В кадре в это время одинокая ожидающая мать. Женщина стоит в черных траурных одеждах, но в глазах ее надежда.

    8 из 10

    25 ноября 2009 | 22:32

    Вот он момент, когда я сумел лицезреть этот воистину замечательный фильм Григория Чухрая. Пронзительно легкий, великолепно изложенный и кинематографически великий фильм о доблести, везении, доброте и ответственности. Право же, друзья, вот как хорошо от одной только мысли, что кино всегда для всех и вся. Не американским Голливудом все кинотворцы едины же! Что и доказал достопочтенный Григорий Чухрай.

    Начало фильма уже затрагивает своей эмоциональной речью. Тропа, по которой уходили все сыновья из отчих домов своих… Но война безжалостна всегда. Кто-то может и вернулся потом обратно этой тропой, но не главный герой фильма. Подбив два танка, только потому что его настиг испуг неимоверный, он встретился с самим генералом, который позволил молодому герою увидеть мать родную, да и причина еще была уважительная для просьбы насчет отпуска краткосрочного. Надо было починить крышу. Вокруг война, всё гремит, летят пули, товарищи, кто умирает, кто получает раны, а ему во что бы то ни стало нужно починить крышу в доме матери, а то уж никак совсем. То есть этот 19-летний малец остался еще тем самым мальцом, которого забирали на фронт когда-то. И его стремление воспользоваться ситуацией и попросить дать отпуск заслуживает только невероятного уважения. Вот он и отправляется домой. По идее были даны ему два дня пути туда и обратно, но израсходовать сумел их молодой солдат, так и не успев толком даже поговорить с матерью своей. А всё из-за того, что во время пути встречались ему различные люди, которые просто просили помочь. А душа у нашего героя оказалась очень широкой, что не мог он просто взять и отказаться. Иногда так и хочется воскликнуть, почему же редки столь такие люди! Но если окажется такой вот герой, то поверить в добро и во всё хорошее можно, не усомнившись ни разу. Встречается невероятным образом красивая девушка солдату еще. Поначалу они слишком пугают друг друга, а то и нервируют. Но симпатия свела их, а впоследствии любовь объединила их сердца. Проведенное вместе время юного солдата и обычной девушки явилось самым красивым и прекрасным отрезком во всем фильме. У них не было любви, как в «Титанике» или, как в «Ромео и Джульетте». Она была у них самой что ни на есть искренней и трогательной. И ни поцелуя в виде квинтэссенции не оказалось. Осталось лишь чувство недосказанности во время их последней встречи… Чувство досады, но она быстро забывается, сколь приятны были проведенные вместе моменты, которые и перебороли эту самую досаду.

    Встреча с матерью была и приятной, и горькой одновременно. Сын приехал, но он должен уезжать, не откладывая ни минуты. Опять-таки чувство досады треклятой, но и она улетучивается восвояси, поскольку мать, которая знала своего ребенка с самого рождения, знала о нём всё, сумела увидеть в конечном итоге сына любимого. Сцена, когда она не хочет отпускать своего сына обратно в жерло безжалостной войны, эмоциональна настолько, что слёз сдерживать даже не нужно, поскольку страшные были времена тогда, во времена Великой Отечественной… Нам это не так уж и знакомо, точнее поколению нашему, так что мы хотя бы обязаны помнить и понимать все те чувства, что были разбросаны по всей деревне, по всему городу, по всей стране… И о чём же думают нынешние русские неонацисты? Как вообще они смеют воздвигать идеи того, против чего боролись их предки? Это даже не горе от ума, а горе тем, кто породил таких монстров…

    В любом случае я не хочу о грустном. Не за то проливали свою кровь великие воины, чтобы мы создавали новые войны. Надо стремиться к содружеству и сочувствию. «Баллада о солдате» Григория Чухрая как раз и явственно указывает на то, что нам всем требуется, и к чему должны все мы стремиться. Только самый бессердечный глупец не сможет заметить этого в фильме. Только такой…

    Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко сыграли блестяще. Молодые герои своего времени. Безудержно красивые, очаровательно юные, безумно талантливые. Отсутствие какого-либо пафоса только сыграло на руку этому фильму. Вот и два главных героя картины сыграли вдохновенно, проникающе правдиво, абсолютно даже в кой-то мере героически, хотя даже нет, они не сыграли. Они были самими собой. Вот это господин Ивашов и госпожа Прохоренко продемонстрировали всем зрителям, которые не могут быть благодарными.

    Я не могу не отзываться об этом фильме в столь красочных и восхищенных тонах. Он того неимоверно заслуживает. Но сколько бы слов не было написано, одно ясно точно до самой смерти — «Баллада о солдате» навсегда останется в моем сердце. Этот фильм занял свою нишу, о которой я буду рассказывать всем и вся, вспоминая о том, что «у телефонного аппарата есть два ствола»…

    10 из 10

    24 апреля 2011 | 22:30

    Алешка Скворцов — радист, умудрившийся «с испугу» подбить два фашистских танка. Обычный 19-летний деревенский парень. Веселый, отзывчивый, находчивый, смелый, иногда застенчивый и нерешительный. Обычный парень, который заботился о матери. Обычный парень, который хотел починить крышу. Обычный парень, который помогал всем, кто в этом нуждался. Обычный парень, который искренне полюбил обычную девушку Шуру. Обычный парень, который был убит на войне. Обычный парень, чье сердце остановилось навсегда вдали от дома, в деревне «с нерусским названием».

    В «Балладе о солдате» практически нет боевых действий. Нет бомбежек, нет перестрелок, нет шпионов, нет партизанов. Только два злополучных подбитых танка и взорванный мост, как символ потерянной связи с родным домом и разрушенного пути в безоблачное будущее. Зато есть люди. Настоящие, открытые, искренние. Люди, в чьих глазах — все их мысли, все их надежды, все их страхи, всё их горе, вся их жизнь. В глазах этих живут все ужасы войны. Не в грохоте взрывов, не в свисте пуль, не в рёве подбитых самолетов, не в гусеничном лязге танков, а в глазах людей. В потерянном взгляде матери, лишившейся сына, в испуганном взгляде девушки, понимающей, что провожает любимого в последний раз, в смиренном взгляде солдата, мужественно отдающего долг Родине.

    Именно благодаря настоящим, искренним и ярким персонажам «Баллада о солдате» является одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Это заслуга не только актеров, блестяще справившихся с ролями, но и режиссера, позволившего зрителю увидеть эту историю простой, понятной и максимально жизненной, прочувствовать каждую судьбу, каждый характер, каждую душу. Это история, каких миллионы. Всего лишь одна из многих в нескончаемом потоке разбитых судеб, прерванных жизней и неутолимого человеческого горя.

    Некоторые рецензенты припоминали психологический триллер «Психо», вышедший на мировые экраны примерно в то же время. Что ж, говоря объективно, Альфред Хичкок — гениальный режиссер, и этот фильм, по моему мнению, является одной из жемчужин мирового кинематографа. Но! Есть такое понятие, как национальное самосознание. И пока оно у нас есть, не стоит даже задаваться вопросом, какому из фильмов отдаст предпочтение отечественный зритель. Ответ, по-моему, очевиден.

    10 из 10

    24 декабря 2009 | 12:48

    Есть у наших советских старых фильмов о войне такая особенная искренность, которая пробирает до дрожи, до боли в горле. И впечатления не тускнеют даже после нескольких просмотров. Я видел много наших советских военных фильмов, но самым любимым уже долгое время остается картина Григория Чухрая «Баллада о солдате».

    Эта картина наполнена такой пронзительной грустью и вместе с тем наполнена такой добротой и любовью (в широком смысле это слова, и материнской, и любовью между мужчиной и женщиной, и любовью к жизни, любовью к Родине), что смотреть её спокойно просто невозможно. Сколько раз ни смотрел, а в конце тяжело сдерживать слезы. И пусть в нем не показывают непосредственно боевые действия (только в начале, совсем немного), но фильм пронизан духом войны и людей того времени. Солдат Алеша (Владимир Ивашов) — обычный сельский паренек, каких много, но он — настоящий советский солдат, но, в первою очередь человек. Как и обычная девушка Шура (Жанна Прохоренко). И их встреча в это неспокойное военное время — как символ того, что любовь всегда остается самым светлым чувством способная победить тьму. Да весь фильм Чухрая — это символ того страшного времени, когда люди смогли не потерять то человеческое, что в них было. По пути Алеша встречает многих людей, хороших и плохих, злых и добрых — на жизнь которых наложила свой отпечаток война.

    Владимир Ивашов сумел так пронзительно сыграть трогательно юного, чистого, светлого Алёшу Скворцова, что от одной мысли о том, сколько таких юных мальчиков никогда не возвратятся с войны, ком подкатывает к горлу. Ведь образ Алеши — совокупность всех советских солдат, воевавших за нашу страну. И благодаря таким простым, смелым и добрым парням мы и победили. И Жанна Прохоренко чудо, как хороша. Такая юная и по-хорошему наивная девушка, в которую невозможно не влюбиться. Остальные актеры, сыгравшие не большие, эпизодические роли, сыграли так, что их герои остаются в памяти надолго.

    «Баллада о солдате» — эмоционально насыщенное, отменно снятое и блестяще сыгранное кино. Фильм вызывает сугубо восторженные чувства в течение всего не очень-то и продолжительного просмотра и в очередной раз заставляет проникнуться патриотизмом и безграничной благодарностью защитникам нашей Родины. А в финале душещипательная встреча в поле. И как точно создан Антониной Максимовой образ матери, ждущей своего сына!»… каждый день она выходит на дорогу, по которой он ушёл на войну, и ждёт, ждёт…» Ведь он обещал ей: «Я вернусь, мама!»

    10 из 10

    18 октября 2013 | 22:47

    Фильм начинается и заканчивается одним моментом: женщина смотрит на дорогу, по которой ушел её сын…

    …Ему было только девятнадцать лет, еще по-детски наивный и простой связной случайно, сам того не ожидая, стал героем, и вместо награды попросил разрешения съездить в родную деревню обнять мать. Так начинается Его путь домой, можно сказать, жизненный путь, потому что прожил Он недолго, но, как повествует «Баллада о солдате», многое пережил…

    …По дороге солдату встречались самые разные люди, и Он, не ожидая просьбы и благодарности, помогал всем нуждающимся: инвалиду, убежденному, что его не ждут, а оказалось, ждали; молодому человеку, верящему жене и тоже ошибшемуся; семье, с которой попал под обстрел; и Ей, девушке не старше Его, такой же простой, рассуждающей о дружбе между мужчиной и женщиной. Он встретил Её, потерял, затем нашел вновь, или Она нашла Его… И какое-то время они вместе возвращались домой, вместе шли по жизни, пусть недолго, но шли рядом, и, как это часто бывает, прощаясь, Он так и не сказал Ей того, что хотел и должен был…

    Действие фильма длится всего шесть дней, за которые показана целая жизнь. Жизнь со всем ужасом войны, запечатленном в одном кадре: красивая девушка, погибшая, лежит на полевых цветах, освещенная утренним солнцем; с подлостью конвоира поезда, с вынужденным враньем, добром и бескорыстием солдата, с Её искренностью, с их чувством, с преданностью и болью матери, с самопожертвованием, потому что, помогая другим, Он не оставил времени на себя и действительно успел только обнять мать…

    …Он погиб ради миллионов будущих детей, за жизнь каждого из которых, отдали свою миллионы…

    «Баллада о солдате» не отличается сложностью и замысловатостью сюжета, мне кажется о ней нельзя сказать, что это — шедевр, что все гениальное просто, нет, но это чистый и ясный фильм как его герои, это — баллада, показывающая как драматична и лирична жизнь.

    8 из 10

    Р.S. «Он мог бы стать замечательным гражданином, Он мог бы строить или украшать земли садами, но Он был и навечно останется в нашей памяти солдатом, русским солдатом».

    2 июня 2012 | 14:39

    Без преувеличений, фильм Григория Чухрая «Баллада о солдате» лучший о Великой Отечественной войне, да и о войне в целом. Самое интересное, что войны как таковой в фильме практически не показано. Весь фильм — это путешествие Алёши домой, к матери. По дорогу он встречает разных персонажей, солдат, людей преклонного возраста, работающих на благо победы, в конце концов девушку, в которую и влюбляется. И каждый из героев проработан глубоко и детально. Это травмированный войной солдат, который не может вернуться к жене, это бойкая старушка-водитель грузовика, чьей стойкости можно только позавидовать. И это неверная жена, которую где-то в глубине души что-то гложет, но она не справляется с собой. Каждый герой, который встречался Алёше по-особому запомнился. Разные люди, разные истории, разные драмы. И все эти «маленькие» драмы каждого человека объединяет трагедия войны

    Сталин как-то сказал знаменитые слова «Одна смерть — это трагедия, миллион смертей — это статистика». По-моему, более циничных слов и не найти. Хотя когда каждый читает или смотрит фильм о какой-нибудь битве, то к цифрам смертей относиться, как просто к статистике. Но редко мы задумываемся, что стоит за этими самыми цифрами. Как раз фильм «Баллада о солдате» пытается показать, что это, смерть каждого из 27 миллионов, которых мы потеряли в годы войны. Тем фильм фронтовика Чухрая и ценнее, чем многие эпопеи с масштабными битвами.

    29 апреля 2014 | 20:17

    «Он мог бы стать замечательным гражданином. Он мог бы строить или украшать землю садами. Но он был и навечно останется в памяти нашей солдатом. Русским солдатом.» — эти краткие заключительные слова автора в исполнении Юрия Яковлева стали безгранично объемным эпиграфом и ключевой идеей фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате», в которых передана вся горечь и скорбь невосполнимой утраты русского народа, утраты его многомиллионного будущего и нашего великого прошлого, благодаря которому мы сейчас живем, совсем не задумываясь о том, ту ли светлую реальность мы создаем, и стоила ли она таких жертв?!…

    Одна из лучших страниц в творчестве режиссера Чухрая и всего мирового кинематографа — «Баллада о солдате» стала чемпионом международного кинопроката и получила 101 международную премию. Фильм — ода светлой памяти погибших в Великой Отечественной войне русских солдат, в образе рядового Алеши Скворцова, с огромным успехом произвел фурор в умах и сердцах зрителей всего мира своей всеохватывающей душевной широтой и человеколюбием. Ведь подвиг Алеши — это подвиг всего нашего народа.

    Картина построена в форме баллады, повествующей о маленьком эпизоде из жизни главного героя. Просматривая этот фильм, отснятый на черно-белой пленке и выдержанный в одном строгом стиле, без современных спецэффектов и эксцентрично-эпатажных сцен, просто восхищаешься глубиной режиссерского замысла, его способностью так тепло и проникновенно передавать настроения и образы военной эпохи, характеры, мысли, надежды своих киногероев, начиная с нежного, светлого и печального образа любящей матери, потерявшей единственного сына, которую так трогательно сыграла Антонина Максимова.

    Покоряет зрителя и другая актриса — Жанна Прохоренко. Ее юная героиня — веселая, застенчивая и недоверчивая Шура, случайно знакомится с Алешей Скворцовым. И эти короткие драгоценные мгновенья случайной встречи навеки застывают в их юных сердцах первой и единственной любовью.

    Не оставляет равнодушным и образ солдата — калеки, в сомнениях и щемящей болью в душе возвращающегося домой. Как примет его жена и нужен ли он ей такой? — всю дорогу задает он себе мучительный вопрос. Такой незавидный герой достается актеру Евгению Урбанскому. И он прекрасно справляется с этой маленькой, но нелегкой ролью, оставляя яркий след в памяти зрителя.

    И конечно же, главные лавры достаются молодому студенту ВГИКа Владимиру Ивашову за блестяще сыгранную роль рядового Алеши. Благодаря этой роли он получил мировое признание и несколько международных наград за лучшую игру, а его портреты стали печатать многочисленные зарубежные издания на обложках своих журналов и газет. Это был его триумфальный дебют в кинематографе, куда он стремительно ворвался на гребне ошеломляющего успеха в роли юного сельского паренька, запечатлев собой образ «простого русского солдата», который за свою столь непродолжительную жизнь успел совершить не только военный подвиг, но и множество подвигов мирной жизни, оставив человечеству о себе добрую память. Честно выполнил он свой сыновний долг перед Родиной, но не смог выполнить своего обещания данного матери. Так и звучит для нее в чистом поле высоко над родной землей его мальчишеский голос: «Я вернусь, мама!..»

    6 июня 2013 | 17:32

    Где экшн, где батальные сцены, где бросание на амбразуру, где крики стоны, дым? Вот реакция многих молодых людей на этот фильм. Поразительно, чем дальше от тех кровавых событий, тем более кровавые фильмы снимают наши современники.

    Но люди и во время войны остаются просто людьми… Их мысли не полны героических планов по подрыву танка, прорыву на фланге противника… они живут и думают о матерях, родных, друзьях, о том, что прохудилась крыша и дом соскучился по мужским рукам…

    Все о чем они мечтают — это дорога домой… Алеша именно такой простой парень, которому не нужны награды. Он просто хочет увидеть мать и обнять ее.

    Прежде, чем судить этот фильм за отсутствие эпопейных сцен, крупных планов мужественных лиц русских солдат, представьте, что вы несколько лет не были дома, не знаете, что случилось с вашей семьей… Что вы выберете: вдеть орден в дырочку на кителе или преодолеть долгую дорогу до дома для того, чтобы обнять мать (может быть в последний раз)?

    Ответьте на этот вопрос тихо, самому себе… и тогда вы поймете в чем ценность и сила этого фильма.

    10 из 10

    8 мая 2011 | 15:30

    «Баллада о солдате» — самый известный фильм Г. Чухрая и один и главных советских фильмов о войне, выработавший особую мировоззренческую оптику восприятия Великой Отечественной в нашем кинематографе последующих десятилетий. Главный нововведением «Баллады о солдате» стал перенос зрительского внимания с внешних конфликтов (между противоборствующими сторонами) на внутренние (разворачивающиеся в душах героев). Чухрай одним из первых среди советских режиссеров расширил экранное восприятие той войны — от политического противостояния до нравственного.

    Конечно, любой советский военный фильм до появления «Баллады о солдате» также выступал моральным оправданием освободительной борьбы советского народа, прославлял его подвиг и возмущался бесчеловечностью нацистов. В этом смысле военный фильм — это всегда история борьбы между добром и злом. Однако, до выхода фильма Чухрая судьба рядового солдата редко ставилась в центр повествования и раскрывалась перед нами с такой человечностью и теплом.

    В таких фильмах, как «Баллада о солдате» война является лишь фоном, необходимым, но второстепенным, в истории простого человека, вступая, не больше не меньше, в полемику с фашистской концепцией «сверхчеловека» (которая, кстати, реанимирована сегодня в массовом кино про «супергероев»). Ницшеанская концепция «сверхчеловека», лежащая в основе нацистской антропологии, является рецепцией языческих представлений о мироздании: надмирного Бога нет, или Он недоступен, значение имеет лишь горизонтальная жизнь, представляющая собой перманентную войну стихий, богов, людей.

    В этом смысле любая языческая космогония — это социал-дарвинизм, пронизывающий все уровни бытия, возведенный в превосходную степень Боги, герои, люди сражаются друг с другом не зная жалости, пытаясь обхитрить, обокрасть, уничтожить. Значение в этой войне всех против всех имеет лишь твой частный интерес, здесь никто никому не доверяет, коалиции сил легко модифицируются, бывшие враги становятся временными друзьями. Вплоть до ближайшего предательства кого-либо из них. Закону этой нечеловеческой жестокости подчиняются и боги, и люди.

    Ницшеанский «сверхчеловек» — своего рода эманация образа языческого героя, который больше чем человек, этакий полубог (вспомним, что в большинстве мифологических систем герои, тот же Геракл, — дети либо самих богов, либо плод их «любовных» союзов с людьми), соответственно все, что делает человека человеком, воспринимается этим «полубогом» как извне навязанные рамки. Не будем вдаваться в другие аспекты ницшеанской философии — они известны и образуют весьма стройную систему, в основе которой — мизантропия.

    Уже христиан первых веков не удивляла кровожадность язычества, ведь им был ясен инфернальный источник его вдохновения, была понятно, почему в глазах жрецов люди — всего лишь биологический материал для жертвоприношений, был понятен корень той ненависти к простому человеку и апологии кастовости, которые всегда делают язычество эзотеричным. Когда языческое мировидение, вкупе с антропологией, оказалось реанимировано в оболочке светской кабинетной теории, его поначалу восприняли как благородный, аристократический бунт против буржуазного омассовления, против посредственности и мещанства (так воспринимали теории Ницше Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Белый). Потребовалось десятилетие нацистского кошмара, чтобы показать миру, кто есть кто.

    В ленте Чухрая мы видим диаметрально противоположную картину мира — «маленький человек» защищает свою землю, в его каждодневном подвижническом труде, не имеющим ничего общего со «сверхчеловеческим героизмом», раскрывается подлинное достоинство богоподобной личности. 19-летний рядовой Алеша не ищет подвигов, они сами его находят в будничной реальности повседневного противостояния смерти.

    На фронтах Великой Отечественной сражались две картины мира, два способа проживания жизни = христианский и языческий. Христианство предлагает совершенно иное отношение к человеку и миру, чем язычество — оно кладет в основу мироздания не жертвоприношение другого человека во имя твоего личного интереса, а добровольное бескорыстное самопожертвование во имя любви к другому. Сам Бог подает пример такого поведения, воплотившись, пострадав и умерев ради всех, в том числе и тех, кто Его ненавидит.

    Путь Христа — это путь кенозиса, предельного Самоумаления, Самоуничижения. Творец мира принимает образ раба, умирая самой позорной смертью, но то, что в глазах Его врагов выглядит поражением, оказывается Его победой. Спаситель неоднократно говорит о самоумалении как пути спасения для любого человека, который просто обязан стать «маленьким», иначе не спасется: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26), «всякий, возвышающий сам себя, смирится, а смиряющий себя возвысится» (Лк. 18:14), «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15).

    На фронтах Великой Отечественной вступили в бой «маленький человек» и «сверхчеловек». Один спасал, другой — губил. «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Герой «Баллады о солдате», проходящий долгий, полный опасностей путь, чтобы обнять мать, вскоре разлучится с ней, и уже не встретится в этой жизни. Когда, досмотрев картину до конца, вспоминаешь ее начальные кадры, где лицо тщетно ждущей своего сына матери отмечено печатью, как скорби, так и надежды, в памяти почти что звучит песнопение Великой Пятницы: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи в гробе».

    «Баллада о солдате» — это не только галерея чистых лиц, это не только дыхание молодости, жажда любви и жизни, противопоставленная бесчеловечности и смерти, но и притча о человеческом достоинстве, которое в полной мере раскрывается лишь тогда, когда личность отдает себя без остатка, самоумаляется, стесняет свои интересы ради другого, когда становится «маленькой». Именно эти маленькие люди при Божием содействии остановили бесноватых изуверов-сверхлюдей, добротой, любовью и сочувствием победили злобу, ярость и безжалостность.

    «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Фильм Григория Чухрая — баллада о победе «маленького» человека, своим добродетельным крестным самоотвержением повторившим путь Христа и именно потому одолевшим врага в той великой Войне.

    31 декабря 2015 | 21:46

    Прекрасный, душевный фильм, отлично показывающий нам образ Истинного Русского Солдата.

    Несмотря на то, что ты уже с первых минут знаешь его конечную судьбу, всё равно продолжаешь благоговейно переживать за те или иные поступки, которые Алеша (Владимир Ивашов) совершает. Фильм неким образом всё же оставляет тебя в легком страхе за то, что герой может и не успеть, может не суметь добраться, просто не дойдёт до своей цели — и какие же путы спадают в финальной сцене с души, до селе теснящейся в муках.

    Действительно. «Баллада о солдате» — это драма единоличной людской истории в целом, показанная в довольно позитивных, воодушевляющих тонах. Каждый герой здесь живой и несёт свою частицу душевности в общий антураж мирного контингента, призванного на свою погибель нести бремя войны…

    Что касается именно технической части картины: как и во многих кинолентах тех времен необычайно порадовала работа со светом, а также операторский труд — планы и виды подбирались с особой тщательностью, ввиду такого старания и хочется сказать Спасибо.

    Ну и конечно же сюжет с наполняющими его персонажами, которых мастерски отыгрывает весь актерский состав — не редко я замечаю провисание в четком построении характера, а вот здесь такого нет. Шура (Жанна Прохоренко) — обычная русская девушка, настигнутая войной; мать Алеши (Антонина Максимова) — неимоверно любящая и ждущая своё чадо матушка, горюющая за его судьбу; да сам Алеша — добрый, справедливый, честный, веселый, Истинный Русский Солдат, коему хочется верить и подражать… Кроме курения, конечно. Но ведь у живого существа не может не быть минусов, посему авторы нам так и показывают, что и Алексей — живой.

    В общем. Если смотреть на войну со стороны человека, попавшего по ту сторону фронта, а именно туда, где, казалось бы, еще остались какие-то крупицы мирной жизни — то это отличный пример такого видения. Ты проникается этим антуражем и волей-неволей понимаешь и безо всяческих масштабных баталий, что Война — исконное Уничтожение, к которому ни в коем случае не следует прибегать. Так давайте же не будем забывать об этом, особенное в канун такого праздника, как День Победы!

    P.S. Мама — самое дорогое, что у нас есть. И об этом также ни при каких обстоятельствах забывать не стоит… Спасибо за внимание.

    9 мая 2015 | 11:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>