всё о любом фильме:

Вий

год
страна
слоган-
режиссерГеоргий Кропачев, Константин Ершов
сценарийГеоргий Кропачев, Александр Птушко, Константин Ершов, ...
директор фильмаВиталий Кривонощенко
операторВиктор Пищальников, Федор Проворов
композиторКарэн Хачатурян
художникНиколай Маркин, Александр Птушко, Роза Сатуновская
монтажРегина Песецкая, Тамара Зубова
жанр ужасы, фэнтези, драма, комедия, ... слова
зрители
СССР  32 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время77 мин. / 01:17
Студент-философ Хома Брут должен провести несколько ночей у гроба умершей панночки в старой церквушке в далекой деревне. Сможет ли он побороть свой страх, или ему придется столкнуться с нечистой силой?..
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименной повести Николая Гоголя.
    • Костюм Вия был очень тяжелый и никто из актеров не мог в нем нормально двигаться, поэтому эту роль пришлось сыграть специально приглашенному штангисту.
    • Петух, кукарекающий в фильме ранее был задействован Птушко при съемках фильма «Сказка о царе Салтане».
    • Идея экранизации «Вия» принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору кинокомпании Мосфильм, Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачеву и Константину Ершову.
    • Съемки фильм производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области (ныне Украина). Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись «слишком реалистическим». Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате, много материала отснятого Ершовым и Кропачевым было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия.
    • Александра Завьялова изначально утвержденная на роль Панночки, сразу после начала съемок тяжело заболела. В итоге будущий муж актрисы, режиссер Резо Эсадзе требовал, чтоб она отказалась от роли.
    • Первоначально на роль Хомы Брута планировался Михаил Кокшенов.
    • «Полет» Ведьмы на Хоме был снят в павильоне. Шест, замаскированный под метлу с горизонтальной планкой, на которой сидел Николай Кутузов, крепился на небольшой высоте. Исполнитель роли Хомы Леонид Куравлёв повисал также на этой планке и перебирал в воздухе ногами, имитируя бег.
    • В реквизите фильма было заготовлено три гроба Панночки. Один настоящий, для съемок лежащей в нем Натальи Варлей. Два других — для сцен полетов по церкви: небольшой и закрытый и открытый, со специальной стойкой, снабженной поясом монтажных рабочих удерживавшим актрису от падения, закрепленный в подвешенном состоянии на шести металлических тросах.
    • Во время съемок полета, Наталья Варлей однажды выпала из гроба. Только реакция Леонида Куравлёва, успевшего подхватить актрису, спасла ее от травм. Тем не менее этот случай породил множественные слухи о смерти Варлей.
    • По задумке Георгия Кропачева сам Вий должен был выглядеть более антропоморфно — гигантским немощным стариком, которого поддерживали всевозможные инфернальные существа.
    • В фильме задействованы 50 ворон (пойманых в районе студии) и 9 дрессированных черных кошек.
    • Когда во время одной из финальных сцен героиня Натальи Варлей трясется от злости, актриса стоит на специальной вибрирующей платформе.
    • еще 10 фактов
    Трейлер 02:31
    все трейлеры

    файл добавилDavidDemidov

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8249 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Ну, прежде всего, я всласть насмеялась. Ведь не стоит забывать, что Гоголь- это, в первую голову, едкий сатирик, умело облекавший свои произведения в траги-комическое одеяние. И фильм полностью выдержан в таком же ключе.

    Это, пожалуй, один из немногих фильмов, достоqно снятых по классическому произведению. С удивительной точностью передано настроение, «дыхание» повести.

    Хома Брут, ветрогонный бурсак-дуролей тешил нас своей по-истинне детской наивностью и суеверными страхами на протяжении всей картины. Дорогого стоит одна только сцена на сеновале, где горе-бурсак отбояривался от настырных приставаний бабуськи.

    - А шо, бабуся? А шо тебе надо?… Слушай, бабуся, теперь- пост, а я такой человек, что и за тыщу золотых не захочу оскоромиться. Ха-ха-ха-ха… шалишь бабуся, устарела.

    Обычно румянная и краснощекая, кровь с молоком Н. Варлей предстала перед нами в дьявольском образе бесноватой панночки, водящей дружбу с чертовским отродьем. А её пикирующий полет в гробу в будущем был позаимствован и использовался во многих фильмах не только отечественного, но и зарубежного кинематографа(достаточно вспомнить полеты зеленого гоблина из «Человека-паука 2»).

    Не менее порадовали и побочные образы картины- бабуся, семинарские бурсаки, казаки, сопроваждающие Хому к панночке.

    Густыми и шероховатыми мазками выписана панорамная картина бытовых будней украинского народа. Тут и шумный базар, утопающий в обилии пахучих трав, овощей, фруктов, и народные гуляния с певанием непотребных песен, веселая и беззаботная отроческая жизнь. А вкупе с заливистми речами, да с потешными песнями картина приобретает ещё больший смак и изюм.

    «Вия» можно рассматривать под разными углами зрения. Не зря ведь жанр фильма представлен как сочетание ужаса, фэнтези, комедии и драмы. Этакая гремучая смесь в одном флаконе. Но мне ближе по духу все-таки комедийная грань фильма.

    Но угол можно повернуть на 180 градусов, и тогда все предстает в полярно ином свете. В этом отношении «Вий» может дать фору многим отечественным фильмам ужасов 2000-ого поколения, снятых в большинстве своем на « ломаном киноязыке». Ведь когда фильм нашпигован различного рода спецэффектами, перенасыщен компьютерной графикой утрачивается естественная первооснова, а вместе с ней и вся соль. А ведь для создания гнетущего напряжения можно бы использовать пение скрипучих половиц, завывания ветра, кошачий хор и многое другое, что поближе к реальности.

    P. S. Не могу также сказать, что фильм отнюдь не возымел надо мной никакого пугающего действия. В этом плане я, так сказать, отделалась малой кровию.

    10 июня 2010 | 14:22

    Студент-бурсак Хома Брут (Куравлёв), отправившись на каникулы, по пути останавливается на ночлег у древней старушки, которая оказывается злобной ведьмой (Кутузов), ведущей двойную жизнь — во второй своей ипостаси она является молодой девушкой (Варлей), дочкой украинского пана. После ночной схватки, панночка умирает. В качестве своего последнего, предсмертного желания, девушка попросила, чтобы именно Хома провёл но ней заупокойную молитву в течение трёх ночей в закрытой церкви. Это будут самые страшные и жуткие ночи в жизни весельчака Хомы.

    Ни СССР, ни позже Россия, никогда не славились успехами в таком киножанре, как «фильм ужасов». По большому счёту, «Вий» — это единственный, действительно известный и популярный «ужастик» снятый за всё время существования советского кинематографа (есть мнение, что и вовсе единственный). И я не могу сказать, что это звание не заслуженно. Для конца 60-х, учитывая достаточно скудные материальные возможности в сравнении с заокеанскими коллегами, картина «Вий» сделана весьма неплохо. На мой взгляд, с технической и постановочной точки зрения она ничем не уступает той же «Ночи живых мертвецов», снятой спустя год молодым американским «вундеркиндом» Джорджем Ромеро и ставшей по-настоящему культовым «фильмом ужасов».

    В ленте «Вий» создан действительно качественный саспенс, особенно в сценах с первыми двумя ночными молитвами Хомы в церкви. Хорошо подобрана музыка, прекрасная операторская работа — камера постоянно «находит» ожившую ведьму и её гроб с очень интересных ракурсов. Конец, конечно, на сегодняшний день смотрится забавно — вся эта нечисть во главе с самим Вием больше напоминает дешёвый театральный праздник накануне Дня Всех Святых. Впрочем, чем богаты… Но всё, что предшествует этому «упыриному» шабашу мне действительно понравилось. Были в картине и интересные технические находки. К примеру, Хома кладёт книгу на кафедру, открывает её, а оттуда вылетает ворон — для советского кинематографа это было очень эффектно.

    Из актёров мне очень понравился Куравлёв, сыгравший классического Хому — до смерти напуганного весельчака-прохвоста. А вот на Варлей в образе панночки смотреть было странно, всё-таки слишком ярко она заявила о себе в «Кавказской пленнице», и в тех взглядах, которые она исподтишка бросала на Хому Брута, постоянно проглядывало озорство Нины, что для ведьмы, как вы понимаете, совсем лишнее.

    Конечно, я отдаю себе отчёт, что в наше время лента «Вий» уже не является страшным фильмом, однако я верю в то, что тогда эта картина действительно была способна напугать. Как минимум, снят «Вий» ничуть не хуже, чем многое из того, что принято считать мировой классикой жанра середины XX века.

    7 из 10

    5 июля 2015 | 19:07

    Однажды ночью главный герой, бурсак Хома Брут, случайно убил ведьму. Вскоре его вызывают отпевать в течение трёх ночей молодую панночку, которая оказывается той самой ведьмой, желающей теперь отомстить Хоме. Брут пытается сбежать, однако этому мешает отец панночки, пообещавший выполнить предсмертную просьбу дочери. Пан сотник ставит Хому перед выбором: если семинарист доведёт обряд до конца — его ожидает щедрая награда; если же Хома попытается увильнуть от отпевания — он, волею сотника, будет жестоко наказан. Реальность и воплощения народных верований переплетаются, когда Хоме предстоит молитвами три ночи обороняться против разной нечисти: покойной панночки-ведьмы, упырей, вурдалаков и, наконец, самого ужасного Вия.

    «Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Н. В. Гоголь

    В советском кинематографе не любили такой жанр как хоррор. И сами не не снимали в данном жанре, и иностранные фильмы запрещали к показу. Так мимо советского зрителя прошли классические американские страшилки «Дракула», «Мумия», «Франкенштейн» и «Кинг-Конг» -снятые ещё в эпоху чёрно-белого кино. Но менялось время, и постепенно власть к этому вопросу стала лояльна. Иван Пырьев -один из значительных советских кинорежиссёров и тогдашний директор «Мосфильма», решил поставить первый отечественный фильм этого жанра. Но рутинные дела его закрутили, и создатель «Кубанских Казаков» передал проект в руки выпускникам высших режиссёрских курсов Георгию Кропачёву и Константину Ершову.

    А те взявшись за свой дебютный (и единственный в режиссёрском списке) фильм, начали снимать его на натуре. Киногруппа ездила на Украину. Там в одном из сёл и были отсняты большинство сцен. Включая и «отпивание» в церкви. Но руководство сочло отснятый материал слишком гнетущим и «реалистичным». Поэтому молодым режиссёрам поручили переснять все мистические сцены заново, но уже в павильоне «Мосфильма». Видя, что у них не получаются «поправки», спасать картину пригласили знаменитого советского сказочника Александра Птушко ("Илья Муромец», «Руслан и Людмила», «Алые Паруса»). Который значительно «смягчил» картину — создав костюмы и внешний вид чудовищ в финале штурмующих старую церковь. Под его началом экранизация повести Гоголя превратилась в сказку. Страшную, но сказку. Хоть тогда фильм и пугал «непуганых» советских зрителей, а сейчас «Вий» трудно всерьёз рассматривать как фильм ужасов. А вот как экранизация классики- он не устарел и сегодня.

    Во многом стало удачей фильма то, что занимающиеся кастингом люди- отобрали по истине фактурных мужиков на роли казаков пана сотника. Эти актёры с седыми усищами и в папахах будто не играют вовсе а живут на экране. Удалось передать и характерный говор. Не теряется на их фоне и исполнитель главной роли- молодой Леонид Куравлёв. Из него получился прямо таки книжный бурсак и пан философ -Хома Брут. Ровно как и из «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Натальи Варлей вышла убедительная ведьма. «Старческую» же её ипостась воплотил актёр Николай Кутузов.

    Декорации, костюмы, натурные локации -всё достоверно и погружает в нехитрый быт того времени. Картина хоть и неспешная, но и не длинная-всего чуть менее чем полутора часов. А звучащие в ней музыкальные композиции замечательного советского композитора Карэна Хачатуряна практически дополнят повествование. Настолько музыка вышла лёгкая и мелодичная, и как бы сейчас сказали-«с закосом под украинский-национальный фольклор», что без неё уже будет не та картина…

    Сценарий писали сами же режиссёры- и он практически пересказывает оригинальную повесть классика. Так что этот фильм можно смотреть «вместо книги» всем школьникам не желающим проводить много времени за уроками. На мой взгляд это тот редкий случай, когда создателям удалось по мотивам книги поставить кино, могущее находиться с первоисточником на одном уровне. Сейчас это -большая редкость. Тем более в нашем кино…

    9 из 10

    11 августа 2013 | 20:06

    Так уж сложилось, что я не являюсь поклонницей фильмов отечественного производства. Возможно, возраст не позволяет мне оценить всей глубины и мудрости кино, производимого в России, а может, я посмотрела слишком много шедевром американского кинематографа, но факт остается фактом. Тем не менее, есть один фильм, который я полюбила в первые же минуты просмотра. И этот фильм — «Вий», а он был снят в советские времена.

    Абсолютно все в этом кино соответствует той атмосфере, которую изначально заложил в свое произведение Н. В. Гоголь. Все персонажи переданы очень точно, вплоть до диалогов и настроения. Во время просмотра, складывалось впечатление, что я сама нахожусь на месте главного героя и вместе с ним усиленно стараюсь не бояться. Но все же боюсь. Да, этот фильм пугает, правда пугает. Ни ведьма, летающая в гробу, ни упыри и вурдолаки, вылезающие из церковных щелей, и, конечно ни Вий страшны в нем, а настроение и атмосфера, которые заставляют бояться и ждать, что будет дальше.

    Для меня «Вий» имеет большое значение. Именно после просмотра этого фильма еще в далеком детстве, я решила прочитать одноименное произведение, а после прочтения искренне влюбилась в творчество Гоголя и в русскую классическую литературу.

    Думаю, «Вий» можно внести в список фильмов обязательных к просмотру. И гарантирую, что даже если вы видавший виды любитель ужастиков, он все равно вас напугает, потому что в нем есть что-то большее, чем спецэффекты и яркие цвета. В нем есть душа, в нем есть смысл и, поэтому, он заслуживает

    10 из 10

    3 января 2010 | 16:57

    Вот на какой фильм надо ровняться современным постановщикам страшилок.

    Идеальный образец отменной режиссуры, игры хороших, талантливых актеров, операторской, монтажной, постановочной работы.

    Фильм захватывает, заинтересовывает каким-то необычайным образом. Нет определенного страха при просмотре, но все же цепляет…

    Это как меткое попадание в какой то инстинктивный центр человеческого сознания.

    Вот не страшно, и все. Тем не менее смотрел уже раз ХХ-цать и каждый раз интересно. Смотришь от начала и до конца.

    Фильм на века. Шедевр отечественного кинематографа, да и мирового кинематографа фильмов ужасов (я так считаю).

    Наше достояние!

    10 из 10

    28 сентября 2009 | 23:35

    Реально, это единственное, что я знал об этой истории до давешнего моего с нею знакомства. Ну, не считая, разумеется, пронесенного через года тяжкого бремени славы главного советского ужастика.

    Так или иначе, но «Время настало, и вот они мы! Вот они мы, Ваши крошки!» В том плане, что «Ко мне, упыри! Ко мне, вурдалаки!» И ведь, что характерно, весьма колоритные парни (или девки — там как-то не уточняли) откликнулись — молодцы (авторы)! И, кстати, теперь я в курсе, откуда американцы слизали своего Шрека.

    В общем, по части картинки — без вопросов, всё здорово. Насчет страшно — другое дело, но тут сделаем, так и быть, поправку на время, всё-таки тогда еще даже (!) «Чужого» не придумали — сам бог велел «этих» бояться. Не в этом проблема. Смысл я где-то «потерял». Всего происходящего. Или вовсе не увидел — не суть важно. И сразу договоримся: дескать, возьми книгу да почитай — это не рассматривается сейчас — речь конкретно о фильме идет. Без либретто.

    Оно понятно, что парня каким-то образом принудили сидеть в запертом помещении с «не совсем мертвой» барышней. И он самую чуточку до спасительного рассвета не дожил. Бывает. Но, внимание, вопросы. Как всё это вяжется с ночевкой в сарае, с которой начинается кино — раз. Что общего у оседлавшей Хому ведьмы и почившей панночки — два. И, наконец, чего всей этой нечисти было надо от парня — три. Вроде бы смотрел внимательно. Слушал. Но ничегошеньки не понял. Реально, возникло ощущение, что кино сняли для тех, кто Н. В. Гоголя читал и для него это так, иллюстрации, не более. Избранное, причем.

    Ну, извините. А с остальными как же? Я уже молчу про принцип самодостаточности и пр. Не тот случай, явно.

    А Л. Куравлев — молодец, сразу видно, талант. Про Н. Варлей ничего не скажу — слишком мало материала, да и неоднозначный он, мягко говоря.

    В общем, ничего мне эта картина не дала. Может, и, в самом деле, раздобыть где книжечку, да просветиться на досуге. Так, от нечего делать. Вопросы-то остались!

    5 из 10

    3 ноября 2009 | 11:51

    Юного хлопца погубить могут две вещи — панночки и нечисть. Принимая во внимание тот факт, что первые нередко несут в себе черты второго, вывод безрадостен — молодцы обречены. Спасение наряду с истиной кроется в вине, ибо вынести на трезвую головушку бабье мракобесие не представляется возможным, а потому богословие становится удалым залихватством, а философия приобретает веселый нрав. Хома Брут по-разгильдяйски легко и непринужденно впутался в бесовскую авантюру, а ведь должен был знать, что связываться с мертвыми панночками чревато. Жадность бурсака сгубила, а вовсе не демоны, как вы могли бы подумать.

    В Малороссии царят приглушенные цвета, и красный очень уж напоминает запекшуюся кровь. Известково-деревянный хутор неприветлив и не сулит ничего хорошего, но философ, как уже было сказано, не отличается особой сообразительностью, даром что тараторит, аки птица-говорун. Холодная местность, для вида скорбящая по панночке, которая, наконец, помэрла, пронизывающим образом контрастирует с горячим приемом, устроенным ведьмой и вурдалаками не самому набожному студенту бурсы. Пластилиновые, костяные, тряпичные демоны — вот они, друзья смертельно бледной красавицы (женщины всегда водятся с себе подобными). Дальняя родственница Бабы Яги вместо метлы использует гроб, ибо трупу все-таки сподручнее рулить из горизонтального положения — не отсюда ли пошло поверье, что женщина за рулем не к добру? Ее хозяин смешон до мурашек — откройте же ему кто-нибудь веки! По отдельности представители нечистой силы страшны лишь своей неуклюжестью, однако, находясь все вместе в обветшалой церквушке, берут своей массовостью и играют на неопытности вмиг протрезвевшего хлопца в вопросах борьбы с нежитью. Их много, и замогильный голос ведьмы заставляет мертвяков вставать из могил — жуть.

    Удивительная мистика Гоголя, переплетающая религию и народный фольклор, достигает апогея: святой круг и церковь уже не являются спасением, но и сам Вий со своей свитой не столь грозен. Опасен только страх, обеляющий волосы и окрашивающий глаза в цвет безумия. Избавившись от этого дурмана, небрежно сплюньте людские поверья (обязательно через левое плечо — на всякий случай) и, гордо звеня червонцами в кармане, отправьтесь травить байки об уродливой бабе в гробу. В противном случае — не обессудьте, но за горилкой будут поминать вас трусом, ибо негоже прилюдно боятся ни панночек, ни нечисти. На просторах голосистой соседки встретишь и не такое (упаси вас высшие силы заглянуть на Киевский рынок), так что, подтянув шаровары и запасшись мелом (опять же, лишним не будет), по возможности смело отправляйтесь на встречу с колдовскими красунями, предварительно вспомнив азы геометрии.

    7 из 10

    18 апреля 2012 | 08:10

    А по-моему классно! Я лучше посмотрю этот фильм, чем какой-нибудь про психов с калатушками. Сейчас ужасы изжили себя, одно по одному, только чуть-чуть в разных вариациях.

    Чем сейчас пугают? Темнота, неожиданно выскакивает какой-нибудь демон, псих и т. п. А там актеры действительно классно играют. Ну сам Вий? Да, конечно, по сравнению с современными ужастиками выглядит пластелиновым, но если опустить это, то фильм прикольный!

    27 июля 2006 | 17:38

    Студент-философ Хома Брут и два его товарища, отпущенные на каникулы из бурсы, шли себе домой потихоньку, да застала их ночь в степи. Увидев вдали огни хутора, попросились они на ночлег к странной старухе, оказавшейся ведьмой. Ночью ведьма вздумала покататься верхом на Хоме, но тот с помощью молитвы прервал полет, а упав на землю, отходил старуху дубинкой по бокам. Да вдруг она обернулась молодой красавицей. В ужасе от всего произошедшего вернулся Хома в бурсу. Но утром за ним приехали люди богатого сотника, дочь которого кто-то избил до полусмерти. И возжелала панночка, чтобы отходную молитву по ней три ночи читал не кто иной, как Хома Брут. Приехав в дом сотника, философ увидел, что в гробу лежит та самая красавица, в которую обратилась старая ведьма…

    Проведший детство в селе на Полтавщине, Николай Васильевич Гоголь еще мальчишкой с удовольствием слушал страшные сказки о чертях, ведьмах, русалках, домовых, которыми так любили пугать друг друга крестьяне, собираясь по вечерам. А потом, став писателем, использовал эти байки в своих произведениях, обрабатывая и шлифуя их, как бриллианты, заставляя сверкать новыми гранями и красками в обрамлении народного говора, народного юмора, народных обычаев и уклада жизни. В украинских селах и теперь еще охотно верят в ведьм, бесов, сглаз, порчу… А уж двести лет назад и подавно все это воспринималось настоящей реальностью.

    Возможно, те самые страшные сказки, которые мы все по ночам рассказывали в детстве друг другу, как некий генетический эгрегорный код, передаваемый из поколения в поколение уже на уровне подсознания, и обуславливают любовь и тягу к мистике, тайному и невероятному, страшному и потустороннему, который сохраняется в нас, несмотря ни на то, какой век на дворе, ни на всякие научно-технические революции. А может быть, мы любим страшные сказки из-за возможности снова почувствовать себя детьми, вспомнить детское ощущение леденящего ужаса, когда вдруг в темноте в окно стучала ветка дерева, и стук этот сопровождался завыванием ветра. А тени на стенах, скрип половиц или медленно открывающейся двери охватывали ощущением такой бесконечной жути, что больше этого нас могли напугать только светящиеся в темноте глаза кота под нашей кроватью. А если кот еще и поиграть решит, цапнув лапой за руку, то тут и поседеть недолго во цвете лет.

    Вот именно к таким страхам, подсознательным и глубоким, страхам перед темнотой и потусторонним, демоническим, необъяснимым и обращался Гоголь в своей повести «Вий», одном из самых страшных и мистических своих произведений, но и в нем не обошлось без присущего ему юмора и даже сатиры. Все это прекрасно удалось передать и в знаменитой экранизации этой повести, снятой в 1967 году режиссерами Георгием Кропачёвым и Константином Ершовым под руководством знаменитейшего и опытного режиссера-сказочника Александра Птушко. Собственно, именно режиссуре Птушко и принадлежит основная заслуга успеха фильма. Он переснял большую часть уже снятого двумя студентами-дипломниками материала, изменил образ Вия, который в первоначальной версии был немощным древним стариком, поставил все трюки, разработал грим вурдалаков и чертей вместе с талантливым художником-гримером Саррой Мокиль, которая работала с Птушко на его фильмах-сказках. Он же заменил Светлану Коркошко, уже начавшую сниматься в роли панночки (после Александры Завьяловой) на Наталью Варлей.

    И грим, и спецэффекты для своего времени выглядели на экране потрясающе и пугающе. Да и сейчас все эти вурдалаки, ползающие по стенам старой церкви, сотни горящих свечей у ликов святых, полеты панночки в гробу, нарезающей круги над головой перепуганного насмерть Хомы в блестящем исполнении Леонида Куравлёва, огромные синие руки, со всех сторон тянущиеся из стен церкви к бедному философу, все это впечатляет и способно нагнать страху даже на современного, избалованного компьютерными спецэффектами в 3D, зрителя.

    Уже много лет прошло со дня выхода первого, да по сути и единственного крупного советского фильма ужасов. Но смотря и пересматривая эту уникальную ленту, мы каждый раз следим за приключениями весельчака и шутника Хомы Брута, окутываемся всей этой атмосферой безысходности и страха перед неизбежным. И по-прежнему пугают дикий смех панночки, ее попытки проникнуть за меловой круг и схватить сходящего с ума от ужаса философа, который трясущимися губами, запинаясь и заикаясь от страха, читает отходную молитву по ведьме. Слаб оказался Хома Брут, подвержен порокам и страстям людским. Прельстился он обещанными червонцами. Не хватило Хоме твердости в вере и убежденности в превосходстве сил света над силами тьмы, силы молитвы над силой проклятия. А как говорится, по вере вашей и воздастся вам. Ведь только то, во что мы искренне верим, может защитить нас. И только то, чего мы искренне боимся, может навредить нам. Видимо, Хома тоже с детства слушал страшные сказки о нечистой силе, от которой нигде не спрятаться и которую невозможно победить.

    Образы главных героев, созданные Натальей Варлей и Леонидом Куравлёвым, настолько безупречно сыграны, что становятся почти хрестоматийными. Ведьма — панночка в саване, с прекрасным бледно-синеватым лицом, распущенными черными волосами и горящими ненавистью глазами — это облик настоящего Зла, Страха и Ужаса. Проскакивала даже информация, что именно обликом панночки из «Вия» вдохновлялись создатели японского «Звонка», придумывая образ Садако. Правда это или нет, но что-то общее у них есть — несомненно.

    А фильм «Вий» и по сей день считается самой страшной сказкой советского, да и российского кинематографа. Его успеха не удалось повторить пока еще ни одному российскому хоррору, со всей мощью компьютерных фантазий. Может, не в компьютере дело, а в умении режиссеров и сценаристов обратиться к тем самым, затаенным, почти забытым детским страхам, от которых в темноте до сих пор бегут мурашки по спине и холодеет в груди, когда на тебя с экрана летит в гробу панночка — ведьма с огромными черными глазами Натальи Варлей. Что в детстве, что сейчас.

    9 из 10

    27 мая 2014 | 16:54

    К стыду своему не разу в жизни не посмотрела этого киношедевра раньше, а жаль. Фильм, по моему мнению, прекрасно передал атмосферу книги Гоголя. А, конечно, Панночка и нечистые силы были просто на высоте. Не знала, что в роли Панночки играет Наталья Варлей, была искренне удивлена. Ожидала появления Вия и коронную фразу «Поднимите мне веки». Это все бесспорно классика советского кино. Хорошая, такая добрая страшилка. И никаких вам бензопил и крови ;) Все просто и со вкусом.

    26 июня 2007 | 00:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 389 руб.
    аудиокнига, 185 руб.
    аудиокнига, 210 руб.
    подробнее

    Новости


    В отечественном прокате стартуют два фильма, посвященных мистической теме. Это масштабная адаптация классики Николая Гоголя «Вий» от Олега Степченко и псевдодокументальный хоррор «Пришествие дьявола». Между ними протискивается экранизация титулованной пьесы «Август: Графство Осейдж», главные роли в которой исполняют Мэрил Стрип и Джулия Робертс(...)
     
    все новости

    Интервью


    Очень сложно перенастроить ту схему кинематографа, который был, и сделать из неё американизированную систему зарабатывания, поскольку отличительные черты советского кинематографа - это идейность и художественная ценность, на них всё держалось. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    9-10 марта
    08.03.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 9-10 марта

    Почему убыточна кинопромышленность? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 909 332
    2.ПикселиPixels24 011 616
    3.МиньоныMinions22 933 960
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 281 950
    5.ЛевшаSouthpaw16 701 294
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels146 441 426
    2.Человек-муравейAnt-Man111 747 901
    3.МиньоныMinions100 091 872
    4.ВиселицаThe Gallows48 702 428
    5.Бумажные городаPaper Towns28 052 996
    23.07 — 26.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 023 581743 692
    Деньги505 960 504 руб.194 586 807
    Цена билета250,03 руб.3,12
    23.07 — 26.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    230.Брат 28.078
    231.Мужики!..8.078
    232.Трасса 60Interstate 608.077
    233.Берегись автомобиля8.076
    234.История ХатикоHachikô monogatari8.076
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Кредо убийцыAssassin's Creed94.69%
    17.ЭверестEverest94.69%
    18.Черная мессаBlack Mass94.54%
    19.ДэдпулDeadpool94.52%
    20.Звёздные войны: Эпизод 8Star Wars: Episode VIII94.43%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Семейка КрудсThe Croods102
    Парк Юрского периода 2: Затерянный мирThe Lost World: Jurassic Park39
    ОдержимостьWicker Park246
    УчительницаA Teacher4
    Вдали от обезумевшей толпыFar from the Madding Crowd7
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    МиньоныMinions6.564
    ПикселиPixels6.299
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.761
    Человек-муравейAnt-Man7.498
    АнтуражEntourage7.362
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    Песнь моряSong of the Sea27.08
    премьеры