всё о любом фильме:

Весна

год
страна
слоган-
режиссерГригорий Александров
сценарийГригорий Александров, Александр Раскин, Морис Слободской
директор фильмаИгорь Вакар
операторЮрий Екельчик
композиторИсаак Дунаевский
художникВладимир Каплуновский, Константин Ефимов
жанр мюзикл, мелодрама, комедия
зрители
СССР  15.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время104 мин. / 01:44
Номинации (1):
Лирическая комедия, тему которой сами герои определяют как пробуждение весны в душе человека. Молодая артистка оперетты Вера Шатрова впервые снимается в кино — ей предстоит сыграть роль Ирины Никитиной, крупного ученого, руководительницы Института солнца. Благодаря удивительному сходству, Никитина и Шатрова постоянно оказываются в самых невероятных ситуациях и… каждая встречает свою любовь.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В этом фильме впервые в качестве Мосфильмовской заставки использовалась скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница».
    Фрагмент 01:42

    файл добавилАнна в лепестках

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 483 поста в Блогосфере>


    Комедия Григория Александрова «Весна» — это история о том, как неожиданно человек может расцвести, встретить свою любовь, и его жизнь заиграет яркими красками

    1947 г. Режиссер Александров решает снять светлую, абсолютно линейную картину. В фильме нет отрицательных персонажей, интриг, но есть дорога в счастливое будущее.

    Ирина Петровна Никитина — ученый, руководитель Института солнца. Серьезная, строгая, суровая женщина получила от подчиненных прозвище «сушеная акула». Она полностью погружена в работу — впереди важный эксперимент. В это же время молодая артистка Вера Шатрова получила шанс сыграть свою первую роль в кино, причем, главную. А фильм-то снимается ни о ком ином, как об Ирине Петровне Никитиной.

    Картина снята в абсолютно линейном эмоциональном ключе. Любы нелепые ситуации, которые тут и там подстерегают героев — лишь дополнительная возможность неуверенной в себе артистке и самоуверенной ученой раскрыться, взглянуть на свою собственную жизнь по-новому. Подобная метаморфоза происходит не только с героинями, но и с режиссером Аркадием Николаевичем, которые неожиданно для все работников киностудии признает, что сценарий фильма и режиссерская задумка поверхностны. И в его жизнь приходит весна: он перестает смотреть на людей свысока, как и Никитина, образ которой режиссер пытался создать.

    «Весна» была бы абсолютно монотонным фильмом, если бы не гениальная Фаина Раневская, которой Александров дал роль Маргариты Львовны — экономки Никитиной. Она создает в картине отдельную линию, комическую ситуацию, за которой зритель наблюдает, абстрагируясь от общего хода сюжета. В жизнь героини Раневской пришла своя весна — любовь к лаборанту Института солнца Бубенцову. Переживания и чувства экономки показаны традиционно: фотография, спрятанная в книге, слезы, страдания, разочарование в корыстном мужчине. Но за счет игры, доведенной до гротеска и знаменитых фраз ("И так будет со всяким, кто некультурно обращается с атомной энергией» или «Вы даже в огне не горите. И это ничтожество я почти любила») эпизоды воспринимаются со слезами от смеха.

    Если посмотреть «Весну» взглядом современного человека, то, естественно, помимо сюжета, зрителя рассмешат и истинно советские формулировки. Например: «Снять картину о проблеме весны в душе человека», сказанное Никитиной в диалоге с Аркадием Николаевичем.

    Фильм «Весна» — это оптимистические посыл советскому зрителю, который можно воспринимать с разных точек зрения: и как душевный, и как прогрессивный, научный. Главная идея заложена в строках: «Весна идет! Весне дорогу!» И этот слоган оказался очень актуальным в послевоенное время. Тогда каждому человеку необходима была своя весна.

    25 октября 2012 | 21:50

    Люблю сказки. Люблю фильмы Александрова. Интересна Орлова как актриса и как личность. Мне понравилась «Весна».

    Считаю «Весну», во-первых — лучшим фильмом Александрова (где-то поблизости еще «Волга-Волга»), во-вторых — лучшей ролью Орловой. Меня вообще завораживают связанные с кинопроизводством вещи, фильмы про кино и прочее из подобного. А в советском кинематографе ну я как-то не вспомню так сразу адекватного по творческому размаху подобия «Весне».

    Шикарно отбивает чечетку Любовь Орлова на зеркальном полу студии Баррандов. Фильм-настроение.

    Для меня «Весна» идеал кинематографической сказки-феерии. Причем именно кинематографической. Не могу представить себе «Весну» ни в качестве пьесы, ни в качестве рассказа… Только вот такой замечательной кинокартиной.

    Подозреваю, что «Весна» понравится не всем. Фильм достаточно легкий, такая себе романтическая картина, которая в отличие от многих и многих других картин романтических «обезображена» Талантом. Требует соответственного романтически-несерьезного настроения, любви к Любови и всему, что я выше написал, понимания Таланта. Ну и наверное — «Весна» — кино своего времени все-таки, многим наверняка покажется устаревшим, кто-то Орлову найдет возрастной, кто-то сюжета не найдет и далее по списку.

    Фильм можно подгонять под самые различные смыслы. «Весна» вышла на экраны в особое время, поддается анализу и домысливанию. Только мне не хочется и, наверное, не можется. «Расчехлять» любимое сложно.

    30 января 2015 | 06:55

    Откровенно говоря, всеми признанный шедевр «Весна» меня не впечатлил. Слишком нудное действие на протяжении всей картины. Возможно, дело в моём восприятии, но картина заявлена как кинокомедия, а особо смешных моментов в нём я не припомню, разве что с несравненной Фаиной Георгиевной в роли весёлой старушки «Льва Маргаритыча» (с).

    Мы видим на экране нерасторопное действие, хотелось бы больше динамики в событиях. Что касается сюжета, то тут я уже к концу картины вообще запутался, кто из них Шатрова, а кто — Никитина, особенно в совместных сценах. Кстати, о них: признаЮ, что для 1947 года комбинированные съёмки на редкость удачны. Особенно порадовала одна из финальных сцен, когда Никитина и Шатрова превращаются в одну-единственную неповторимую Любовь Орлову.

    Двойная роль в «Весне» — первая работа актрисы, которую я увидел, и согласен с большинством, что Любовь Петровна действительно замечательная актриса, её звонкий голос с задорной песенкой «Журчат ручьи» до сих пор не выходит у меня из головы.

    И по оценке… Это тот особый случай, когда я не знаю, что поставить фильму… С точки зрения влияния «Весны» на советский кинематограф — конечно, 10 из 10, с точки зрения моего восприятия — 6 из 10. Оценку возведу в ряд «нейтральных», но общую поставлю

    8 из 10

    13 октября 2013 | 22:24

    «Красота и женственность не имеют возраста, и эти качества нельзя создать. Женские чары нельзя производить промышленным способом, как бы кому этого не хотелось. Истинную красоту порождает женственность. Женская привлекательность только тогда и сильна, когда она естественна и стихийна.» (Мэрилин Монро)

    Позвольте произнести эту цитату вместо эпиграфа. Прозвучавшая когда-то из уст Мэрилин Монро, мне кажется, она имеет также непосредственное отношение к актрисе, сыгравшей главную роль в фильме «Весна», о котором и будет мой отзыв.

    К счастью, я не первая пишу отзыв на этот замечательный фильм. Оно и понятно, ведь это фильм-легенда, фильм-шедевр советского и мирового кинематографа на все времена! Здесь нет никакой советской пропаганды, чистый и красивый сюжет, весенняя сказка, которая будет актуальна всегда, в любое время, в любой век и будет нравится всем зрителям без исключения! Я надеюсь, что так и будет.

    А теперь обо всём по порядку. Смотрела фильм во второй раз. После первого просмотра понравился, но бурного восторга не вызвал. Видимо не прочувствовала, не вошла в атмосферу фильма, но когда я посмотрела второй раз, вот буквально на днях, то… Вы бы видели меня при просмотре этого фильма) Что со мной творилось, это ведь невозможно описать словами… Моя душа просто пела и звенела при виде Любочки и всего происходящего на экране! Я с упоением смотрела на эту женщину, на эту прекраснейшую женщину, настолько обаятельную и красивую… Я ловила каждый её жест, фотографировала в своей душе каждый её взгляд, поворот головы, улыбку. Как дорога она мне и всё, что с ней связано, фильмы с её участием наполняют мой внутренний мир светом, исключением не является и «Весна») Для того чтобы понимать и пропускать через себя фильмы Орловой и Александрова надо ни один раз их посмотреть, а несколько. Что и показал мой пример с фильмом «Весна».

    Сюжет, конечно, оригинальный, но опять же немного фантастический. Как две капли воды похожие друг на друга женщины, особенно с красотою Любочки, разве такое возможно? В этой картине возможно) Слышала мнение, что сюжет фильма глуповат, не согласна с этим! Фильмы должны быть разные, как жизненные, глубокие, затрагивающие душевные драмы, так и фильмы подобные «Весне» — лёгкие, красивые, добрые сказки, которые дарят нам радость и хорошее настроение. Это необходимо людям! Посмотрите «Весну» и вы некоторое время после просмотра будите видеть мир в розовом цвете. Опять же доказано на собственном опыте)

    Нельзя не отметить, что фильм снят и сыгран гениально. Игра всех актёров: Орловой, Раневской, Черкасова, Плятта на высоте! Не зря фильм был отмечен на Венецианском книнофестивале и очень даже заслуженно! Орловой вручили главный приз за лучшую женскую роль. В целом могу сказать, что фильм «Весна» достоин внимания всех. Даже если вы не являйтесь поклонником Орловой, посмотрите этот фильм! Каждый уважающий себя человек, хотя бы раз в жизни должен посмотреть этот шедевр советского кино!

    Красота — это страшная сила! Сказала в этом фильме гениальная женщина Фаина Георгиевна Раневская. И эту её фразу знают и слышали все, даже далёкие от кино люди) А теперь пару слов об актрисе, сыгравшей здесь даже не одну, а сразу две главные роли. О Любочке я могу говорить часами… Ни у кого не было такого обаяния, такой солнечной красоты… Самая обаятельная и привлекательная — это точно она, Любочка! Для меня нет и не будет женщины прекрасней светловолосой Богини советского кино — неповторимой Любови Орловой.

    10 из 10

    13 февраля 2012 | 19:01

    Этот фильм — прежде всего моё детство. Это чёрно-белый телевизор у бабушки дома, майские праздники, бабушкины пироги, это духи «Красная заря» и старые журналы мод конца сороковых — начала пятидесятых с потрясающими женственными платьями, на которые можно было в фильме посмотреть «в живую». Это мамин альбом времён её школьных лет, куда она вклеивала фотографии артистов нашего кино, и там были фотографии и Любови Орловой.

    В ряду её киноработ фильм «Весна» стал своеобразным бенефисом. Орлова ещё не утратила красоту и очарование, хотя её возраст в некоторых сценах уже заметен. Но она по-прежнему прекрасна, мила, поёт, танцует. Она наконец-то смогла показаться во всём блеске, а не щеголять в рабочих комбинезонах и пиджачке письмоносицы Стрелки.

    Конечно, сюжет условный, а местами даже не научно-фантастический. Институт Солнца утопичен и очень отдаёт пропагандой, правда не грубой, а чем-то вроде отсыла к «Городу Солнца». Правда, если задуматься, то ведь все персонажи фильма — это интеллигенция: научная, из мира искусства. Ни вам ударников коммунистического труда, ни вам колхозников. Добавьте сюда идею весны, некий налёт «голливудчины». А ведь Александров, пожалуй, предсказал этим фильмом оттепель.

    Разумеется, нельзя было обойтись без некоторых идеологических реверансов, вроде сцены с Маяковским на киностудии, или парада физкультурниц в начале фильма. Но вместе с Маяковским соседствуют аж два Гоголя, Глинка, дворянский бал, а в перспективе работы над ролью самой себя Никитиной предстояло сниматься в сцене приёма в посольстве, то есть общаться с иностранцами.

    Отдельно об актёрах. Гениальная Раневская — все её реплики растащены на цитаты, которые до сих пор в ходу. «Ириночка, я возьму с собой «Идиота», *пауза* почитаю, в троллейбусе». И фотография ухажёра в книге. Сцена вокруг её «белой горячки» и вызова скорой — это одна из самых смешных сцен в мировом кинематографе вообще.

    Совершенно потрясающий Черкасов — ей-богу, красавец мужчина. Не князь, не царь и не царевич — зато ум, тонкий юмор, самоирония — в том числе и у героя.

    Плятт (его персонаж — тот самый «идиот») откровенно похохмил, тоже побыл не в своём амплуа, явно получил удовольствие от процесса и тоже запомнился «сушёной акулой» и «Маргошей», и своим ржанием.

    Фильм по-прежнему смотрится очень свежо, приятно. Местами он очень уютен и пахнет сиренью и весенней грозой. А вот финал почему-то мне всегда кажется грустным. Когда мы оказываемся среди декораций, и получается, что всё, что нам показали, это всего лишь красивая сказка.

    21 сентября 2009 | 13:10

    А кто сказал, что именно 1937 год был самым страшным? Полностью согласен с Александром Исаевичем в постановке вопроса. Ну и ладно. Перенесемся в приторно ласковый фантастический мир, созданный на чехословацкой киностудии «Баррандов». Там ведь тоже пойдет речь о съемке фильма. Скучная ученая будет выдавать себя за актрису, играя саму себя.

    Другими словами, мы окажемся в мире лжи. Где практически все является иллюзией и подменой понятий. Искусственный мир кино, обман с подменой героини, но зато какой красивый. Эффектно, изящно, позерски мы проникаемся этой реальностью. Тут даже ночью можно увидеть в небе два светила, а мужчина встречающийся с красоткой до конца не может быть уверенным в том, кому он признается в любви. Даже, когда говорят, что все нужно переделать — мы уже особо не удивляемся. Это совсем другая бытийная конструкция, где Институт Солнца с его опытами, гораздо интереснее красивых и по-голливудскому ладных и статных Орловой и Черкасова.

    Впрочем, мне по итогам просмотра этой картины вспомнилось начало стихотворения Витухновской:

    Я не осуществлялся. Отказывался. Не стал.

    Был. И мне сказали: «Свобода — насилье».


    Ну, а в остальном, конечно — «Журчат ручьи»… А ведь за скобками остается потрясающая операторская работа Юрия Екельчика, заслуживающая самых высоких оценок.

    5 из 10

    10 января 2015 | 16:21

    Теперь это уже как то даже сложно представить, те далекие послевоенные годы, когда нет ничего ни веселого, ни развлекательного, а страна поднимается только, и ударными темпами пятилеток, в колоссальном напряжении сил самого человека, отстраивает новую жизнь, что разольется в миллионы тонн чугуна, электричества и паровозы, что пробороздят просторы вселенной. И идёт верный и полезный, поиск не только новых технических фактов в науке (как в институте солнца Любови Орловой), но и в эффектах такой штуки, как кино (у режиссера Николая Черкасова), что будет призвано тоже, поддержать и увязать все эти побасёнки (или побасенки?), когда всё действительно не просто, а идеологически необходима — картина весны, пропаганды, и умной комедии, да и просто истории любви, отчего советские люди и дальше, могли плакать и смеяться, на чем то ещё учиться, и украшать этим прекраснейше скрытую ещё половину жизни. И чтобы ни у кого не закралась даже мысль, что «вся эта весна ни к чему», когда всё действительно трудно, да как в общем-то и всегда, и даже более чем, и всё равно…

    журчат ручьи, слепят лучи, и тает лед и сердце тает!!

    5 марта 2015 | 21:55

    Смотришь на календарь — пришла весна. А за окном погода усиленно утверждает обратное: дневное половодье и грязь, ночные заморозки и «каток» по утрам… Кажется, зима не отступает. Просто она не понимает — мы устали от нее… Хочется все-таки уже тепла, молодой зелени, яркого солнца, первой грозы… в общем, настоящей Весны.

    Не знаю, может быть, поэтому я, не отдавая себе отчет, набрала заветное слово в поисковике… Весна — это всегда перемены, всегда случайные улыбки и неожиданные поступки. Вот и первые дни этого времени года ознаменованы для меня непредвиденностью: могла ли я когда-либо представить, что напишу на фильм 1947 года(!)?

    Сюжет фильма, конечно, выглядит достаточно смешно для современного зрителя из-за своей неправдоподобности. Казалось бы, картина давно прошла пик своей славы и должна была предаться забвению. Однако даже для меня, непросвещенного зрителя, есть в ней что-то, заставившее обратить внимание на фильм и даже полюбить.

    Этим «что-то» является самое обыкновенное чудо. Именно им наполнен этот фильм. Чудо — ирония судьбы, свершившаяся с двумя, как капли похожими внешне, но столь различными внутри женщинами. Чудо — юмор, наполняющий эту весну (одни сцены с Раневской чего стоят). Чудо — создание фильма, секрет которого раскрывается в последних кадрах. Чудо — милая песенка «Журчат ручьи…» — теплая, светлая, легкая и беззаботно счастливая. Чудо, в конечно счете, Любовь Орлова, естественно, сыгравшая феерично — у меня даже появились сомнения на счет того, один ли это человек играет двух героинь или же это просто актеры-близнецы.

    Весна… до краев, до последних кадров. Ей наполнено всё, и всё ей дышит. Именно то, чего так не хватает сейчас… Спасибо за надежду и легкость, за интерес и яркость (и это при черно-белой картинке!).

    И сердце сильно так в груди

    Стучит, как будто ждёт чего-то,

    Как будто счастье впереди

    И унесла зима заботы!


    Я уверена, весна имеет место в душе каждого человека. Весна как фильм, весна как ожидание, весна как жизнь.

    Все лица весело глядят.

    «Весна!» — читаешь в каждом взоре;

    И тот, как празднику, ей рад,

    Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.


    (А. Н. Плещеев)

    7 марта 2012 | 11:33

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>