всё о любом фильме:

Вам и не снилось...

год
страна
слоган-
режиссерИлья Фрэз
сценарийИлья Фрэз, Галина Щербакова
директор фильмаВиктор Решетов
операторГасан Тутунов
композиторАлексей Рыбников
художникАлександр Дихтяр, Виктор Власков, М. Томашевская
монтажЛидия Родионова
жанр драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  26.1 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время86 мин. / 01:26
Школьники Роман и Катя тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Татьяна Аксюта на семь лет старше своего партнёра Никиты Михайловского, которому на момент съёмок едва исполнилось шестнадцать лет. А Аксюта к тому времени уже закончила театральный вуз и вышла замуж.
    • Когда режиссёр Илья Фрэз задумал экранизировать повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось…», в Госкино ему категорично заявили: «Влюблённых зовут Роман и Юля? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!». Джульетту, то есть Юльку, пришлось заменить на Катю.
    • Фильм о любви двух подростков имел оглушительный успех. Согласно опросу журнала «Советский экран», он был признан лучшим фильмом 1981 года и получил приз на кинофестивале в Вильнюсе. А на международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Томаре (Португалия) Татьяне Аксюте вручили почётный диплом за лучшее исполнение главной женской роли.
    • Многие сцены фильма снимались на юго-западе Москвы, в окрестностях метро Юго-Западная, там же, где проходили съёмки фильмов «Ирония Судьбы, или с лёгким паром», «Покровские Ворота», «Москва слезам не верит» и многие другие.
    • Сцена зимой на балконе («Слепуха моя…») снималась с балкона 16-ого этажа дома 12, к.1 по ул. 26 Бакинских комиссаров, причём в зеркальном отражении. Из-за этого даже жители района не всегда могут определить, откуда велась съёмка.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Оригинальная повесть заканчивается трагически. Финал экранизации был изменен уже во время съемок.
    • еще 3 факта
    Фрагмент (спойлер!) 04:37

    файл добавилBogdanLaptev

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 448 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Начну с того, что впервые этот фильм я увидела, когда мне было лет 6-7. Ещё тогда, в том возрасте я прочувствовала всю несправедливость мира, когда 2 человека, которые так искренне любят друг друга, разлучены коварными родителями. Да, можно сравнивать эту историю любви с Шекспировскими Ромео и Джульеттой, но ведь дело не в этом. Это не плагиат, это своего рода осовремененная история любви.

    Мы часто сталкиваемся с несправедливостью и с тем, что наши родители «лучше знают». Они же взрослые. Но неужели, товарищи взрослые, вы в этом возрасте не были влюблены? Конечно же, были. Но не стоит забывать, что наряду, с неудачными союзами, встречаются и крепкие отношения. Не стоит так усердно мешать отношениям своих детей, быть может, вы лишаете их счастья.

    И вот, буквально недавно, я пересмотрела этот фильм вновь. Он показался мне таким наивным и немного глупым… А потом я подумала, что когда мы влюблены, мы выглядим такими же глупыми, такими же наивными. Так же любуемся из под опущенных глаз чертами своих любимых…

    Он замечательный этот фильм, а молодой актёр играет настолько искренне, что каждой клеточкой своей души сопереживаешь ему. Браво!

    Этот фильм заслуживает только самых высших оценок.
    Шедевр!

    10 баллов и никак не меньше!

    22 мая 2009 | 11:07

    Большим преимуществом всякого фильма является наличие хорошей музыки, которая запоминается после просмотра и в дальнейшем, при случайном прослушивании, вызывает приятные эмоции от того, что раньше уже где-то встречалась. «Вам и не снилось…» как раз начинается с душевной мелодии, которая присутствует в фильме на всём его притяжении.

    Экранизированная повесть писательницы Галины Щербаковой, имевшая ошеломляющий успех на больших экранах Советского Союза, продолжает радовать любителей кино и сегодня. Сам сюжет с двумя недолюбливающими семействами, чьи дети влюбляются друг в друга до безумия, а также имена главных героев Роман и Юля (в сценарии имя девушки было заменено на Катю), явно отсылает к Шекспиру. Темы, которые подымались ещё несколько веков назад, актуальны и по сей день и, скорее всего, останутся таковыми всегда. Именно поэтому так интересно наблюдать за развитием всего происходящего в данной картине.

    Режиссёр Илья Фрэз, в чьём творчестве уже есть такие хорошие детские фильмы как «Чудак из пятого Б», «Приключения желтого чемоданчика», умело интерпретировал оригинальное произведение, убрав из него некоторые сцены и заменив их своими. Хочется особо выделить его финальный кадр с двумя маленькими ребятами подле главных героев, который, пожалуй, является самой сильной стороной данной киноленты.

    Подводя итог, хочется ещё раз отметить профессиональную работу авторов данного фильма, доставляющего положительные эмоции не только в течение 86 минут экранного времени, но и оставляющего очень приятное послевкусие.

    9 из 10

    19 ноября 2014 | 20:06

    В этой истории всё будет так, как нужно.

    Фильм о первой, нежной привязанности. О чувствах, которым не страшны безответные письма, отсутствие телефонной связи. Будто-бы всё было заранее спланировано и Рома всю жизнь ждал свою Катю, свою маленькую, хрупкую, беззащитную.

    Дополняют общую картину параллельные сюжетные линии «из прошлого» родителей главных героев, которые показывают нам, как стереотипы и обиды могут помешать счастью настоящих влюблённых. Как непонимание любви в целом передаётся из поколение в поколение.

    Очень хочется надеется, что каждый из персонажей сможет простить себя, в первую очередь, и просто быть счастливыми, это ведь так просто.

    Самый трогательный, самый-самый…

    10 из 10

    10 марта 2010 | 12:30

    Все стремительнее и незаметнее уходит из нашей жизни советский кинематограф. Почему это происходит я не знаю, но могу с точной уверенностью сказать что мы не только теряем великое наследие фильмов, но и незабываемую плеяду актеров, неповторимые сюжеты и те эмоции которые не можем понять или повторить, потому что эпоха прошла, а кино осталось. Одним из таких фильмов является картина Вам и не снилось, Действительно нам совсем не снилось такое время. Ну говорю я это о себе и своем поколении. Оно не снилось, но не значит что оно не нравится.

    Фильм описывает чудесную любовь, о такой говорят без границ. Не смотря на меланхоличность всей картины в принципе, по героям видно что их переполняют чувства и любовь, но таков уж советский союз, все как как то суховато фильмах.

    Проникновенная игра актеров, в особенности Никиты Михайловского, человека, о котором действительно нужно говорить, человеке который до последних своих дней радовался жизни и не опускал руки, не смотря на всю трагичность его положения и болезни. Таковым он и представал в роли главного героя. Уверенный, решительный, добрый. Таким был советский старшеклассник. А тут же рядом с ним малышка-Татьяна Аксюта. Иногда мне казалось что лет ей куда меньше, чем по сюжету, такая уж крохотная и тихая она была.

    Стоит только восторгаться игрой этих людей, как безукоризненно они играли детей советского периода, хотя им и не приходилось играть таковых. они сами жили в это время.

    Эта любовь, она близка нам. Она настоящая. Она может заставить волноваться любого, даже самого черствого зрителя.

    Не могу сказать что этот фильм для детей. Он довольно сложный и тяжелый. И вообще не протяжении всего фильма так и кажется что произойдет что то трагичное. Смотреть его думаю нужно в сознательно-взрослом возрасте. Тогда будет возможность по истине оценить всю прелесть и ценность картины

    Спасибо огромное!

    9 из 10

    21 мая 2011 | 15:28

    Сегодня, первого сентября, дети пошли в школу. Кто в первый класс, а кто в десятый. И мне очень хочется пожелать и тем и другим, чтобы они не просто набрались знаний и умений, воспитания и такта, но и встретили в школе свою единственную и настоящую любовь, как встретили её Роман и Катя из фильма «Вам и не снилось…». Обратите внимание на режиссёра, который снял это трогательное и романтическое кино. Это не кто иной, как Илья Фрэз, всю свою жизнь снимавший кино для детей. Обратите внимание на День Рождения Ильи Фрэза. На КиноПоиске значится второе сентября. Символично не правда ли? Как будто сам Господь Бог уже заранее выбрал судьбу для этого человека — нести радость в детский мир!

    «Вам и не снилось…» — это ода любви, любви между школьниками, чистой и светлой, той, которая для многих будет предметом зависти, предметом своих несбывшихся грёз и желаний. Есть ли в этой картине драматические моменты? Сколько угодно. Как пел Владимир Высоцкий, накал страстей, ох, ох, ох какой! Промелькнула искра между Романом и Катей, обволокли их нежные души и ранимые сердца те самые пресловутые флюиды и вот они практически уже и других не замечают, как настоящие влюблённые. Но это не страсть, это сильное чувство. Вы посмотрите с какой не по годам уверенностью и заботой, окружает Роман (Никита Михайловский) хрупкий Катин (Татьяна Аксюта) мир. Помните, как в одной из встреч он ей говорит, что должен всегда быть рядом. В это нельзя не поверить и не проникнуться. А как на магнитофон он надиктовывал ей таблицу умножения со своим комментарием ? До сих пор мурашки по коже!!!

    Думаю, что многие видели это кино и у многих были сходные с моими ощущения. В этом наверно и заключается сила искусства. Нет смысла во всех подробностях расписывать тонкости и детали двух любящих сердец, лучше включить кино и пересмотреть. Ну, а я белой завистью завидую тем, кто только в первый раз погрузиться в этот фильм, погрузиться в чистоту, доброту и свет этих отношений. И хотелось бы мне закончить, вероятнее всего мой косноязычий отзыв четверостишием Сержа Гудмана. Думаю оно будет к месту и по делу.

    Как приятно найти отражение,
    Человека со схожими смыслами.
    Где в поступках не ждешь искажения,
    С кем живёшь и целуешься мыслями! Серж Гудман.

    10 из 10

    1 сентября 2014 | 09:53

    Скажу сразу — фильм мне понравился, хотя наверно это слишком мало чтобы выразить эмоции охватившие меня при просмотре данного творения. Если разбирать со стороны, то фильм состоит из простых линий: не обрамлен пафосом, не перекрашен оттенками и не имеет художественно закрученного сюжета. Он состоит из самых простых линий, тем самым являясь настоящим — живым, пропитанным несколькими сюжетными параллелями главной из которых и является взаимоотношения Ромы и Кати.

    Не буду вдаваться в сюжет, но происходящее в этой картине иногда настолько явственно и ощутимо, что кажется что ты наблюдаешь за развитием чей то жизни, определенного его отрезка, а не смотришь художественный фильм. Поэтому это и есть шедевр ни как не меньше. Все простое — самое гениальное, а все гениальное, что ожило, и есть по сути шедевр. Я преклоняюсь перед этим фильмом. Я сам когда то слышал такую фразу как «Таких Кать у тебя будет миллион…», от родителей желающих тебе светлого будущего, но в отличие от меня Рома с Катей выдержали и прошли сквозь эти упреки, возможно это как то слишком личностно, но в этом фильме я ощутил частичку каждого любящего, ибо фильм пропитан настоящей искренней любовью, ничем не испорченной и не той, о которой любят рассуждать за чашкой кофе или по телевизору говоря о чем-то сверх великом…

    На мой взгляд фильм стоит посмотреть каждому человеку, задумывающимся или испытывающему любовь, и вынести из него что то свое, благо картина это позволяет. Отдельное спасибо Алексею Рыбникову за чудесную музыку. Бесподобно… Шедевр.. аплодирую стоя.

    10 из 10

    28 января 2009 | 10:56

    Гневный камент!
    Жаль, что современное поколение совершенно не понимает и, боюсь, никогда не поймет всей прелести нашего доброго советского кинематографа. Четкую грань между современным поколением и поколением, кому нравится этот фильм, к сожалению, провести нельзя. С обидой за Родину вынужден констатировать факт, что типичный школьник лет 15-16 (а именно столько же главным героям по сюжету) даже не согласится на просмотр, если у него будет выбор, например, между «Вам и не снилось» и @#$%^&*!«N;%:?*. Вместо символьной белиберды поставьте любой голлливудский или, чего греха таить, российский «современный» блокбастер и будьте уверены, что выигрыш за последним.

    А что же Вы, уважаемый зритель, отдавший предпочтение Голливуду, нашли в нем? Спецэффекты, трюки, декорации, может, костюмы? Осмелюсь напомнить, что изначально кино — это актерский талант совмещенный с хорошей режиссерской работой.

    Даже после N-го просмотра я твердо верю, что персонажи, сыгранные Татьяной Аксюта и Никитой Михайловским, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО учились в этой школе, действительно любили; я испытываю желание отправиться в Ленинград (простите, Санкт-Петербург) и найти там хотя бы маленький осколок стекла, разбитого при десантировании Ромки к своей любимой.
    Увы, нет этого. Нет стекол, нет статуй, заколоченных на зиму досками, нет экскурсий на «открытие универмага», равно, как нет и возможности понять, оценить то, что прошло и утеряно.

    Теперь о радости. Радости за тех, кто видел, знает, любит и ценит этот шедевр. Уверен, что Вы, увидев подзабытое название, вспомнили свои впечатления о первом просмотре. Мало ли было мальчишек, готовых выпрыгнуть, пусть и случайно, из окна к своей любимой? Мало ли было девчонок, приехавших в другой город к любимому? Мало ли слез навернулось от великолепного сочетания последних кадров фильма и превосходной песни «Это любовь моя». (На заметку, песню знают много больше, нежели кино.)
    ----------
    Я закончил, господа. Многое хотел бы еще сказать: о потрясающей и максимально жизненной игре Татьяны Аксюта, об актуальности темы и идеи фильма, многое… НО! Кому-то последний абзац ничего не скажет, а кому-то не скажет ничего нового. Искренне надеясь на последнее, разрешите отклоняться.

    15 июня 2009 | 19:33

    В 70-е годы серьезные литературные произведения Галины Щербаковой почему-то не пользовались популярностью у издателей, и из-под пера писательницы вышла, как ей казалось, незамысловатая история на беспроигрышную тему первой любви, которая в авторском варианте имела название «Роман и Юлька». Говорят, главный редактор журнала «Юность» Борис Полевой оказался так обеспокоен судьбой советских подростков, которые по примеру героя повести могли пойти на необдуманные поступки, что заставил Щербакову переписать финал в буквальном смысле на коленке в полутемном коридоре редакции и сделать его фактически открытым. Так или иначе, повесть появилась на страницах журнала под заглавием «Вам и не снилось», произвела фурор в кругу читателей, а годом позже была экранизирована Ильей Фрэзом с еще более позитивной концовкой. Фрэз, конечно, опустил некоторые остросоциальные диалоги пугающе быстро повзрослевших школьников, да и имя Ромкиной возлюбленной изменил, дабы поменьше возникало прямых параллелей с повестью, печальнее которой нет на свете вот уже более четырех веков.

    Мальчик просто любил девочку, а девочка просто любила мальчика. Искренне, глубоко, беззаветно. И фильм, и повесть, конечно, в первую очередь об этом. Вот только над маленьким, хрупким хрустальным замком этих светлых чувств, волею обстоятельств, нависли темно-серые небоскребы взрослых склок, дрязг, сплетен, ссор и интриг. Шатающиеся камни злобы, ревности, скудоумия и до абсурда слепого, самоуверенного желания вылепить родное чадо по своему образу и подобию, падая с высоких этажей непоколебимого родительского авторитета, грозятся превратить эту сияющую красоту в осколки. Папа юного Ромео бежит напролом к красивой стройной блондинке, к своей первой, потерянной, безответной любви, неуклюже спотыкаясь о какие-то бидоны с краской, срывающимся голосом взывая «Лю-у-у-ся! Люсенька!», а тучная, по-пролетарски монументальная насупившаяся жена ревниво сверлит его сутулую спину, заливаясь краской от созерцания мужниного унижения. И чтобы он, ее несмышленый, прилежный, наивный Ромка, да с дочерью этой расфуфыренной ветреной шалавы, из хищных лап которой она когда-то героически вырвала своего мужчину, да какая тут к черту любовь! Спасти, уберечь, любыми способами! Ложь, обман и хитрые планы — все ради его же блага!.. И на фоне этих семейных коллизий, как будто между прочим, маячит грустная и до тошноты тривиальная судьба одинокой учительницы, «старой девы с котенком», которая упустила птицу счастья в 17 лет, не решившись выйти замуж за того мальчика со смешной фамилией Рыженький, что втихаря целовал в затылок, катая на велосипеде.

    Он — 16-летний мальчишка, покоривший Фрэза своей естественностью, сразу же получивший роль Романа и названный самой Щербаковой «совершенством», так стремительно ушел из жизни в 27. Она — на семь лет старше партнера, так и оставшаяся не до конца довольной своей Катькой, практически не снималась потом в кино. Михайловский и Аксюта, будто осененные какой-то необъяснимой тайной магией именно этой повести, несмотря на абсолютно не различимую со стороны разницу в возрасте, не самые выдающиеся внешние данные и откровенно неудобные в своей однослойности образы, затмили подлинной энергией молодости мощную Федосееву-Шукшину, шикарную Мирошниченко, первую кинобабушку Союза Пельтцер, лиричного Филозова и харизматичного Филатова — весь свет отечественного экрана.

    Он ласково называет ее «моя слепуха», «моя монголка», а она не обижается. Он клятвенно уверяет, что все будет хорошо, а она боязно жмется к его груди взъерошенным воробушком. Его предательски переводят в другую школу, а она ждет, теребя за нос надувных крокодилов в бассейне универмага — Сеню и Веню, как Ромка их назвал. Она ревнует к бегающей за возлюбленным Алёне, а он смеется, причисляя поклонницу к неживой природе. Она кутается в одеяло, раз за разом прослушивая наговоренную им на магнитофонную пленку таблицу умножения, лишь бы слышать любимый голос, а он ради нее открывает окно третьего этажа… Благими намерениями выстлана дорога известно куда, а материнский инстинкт зачастую способен полностью затмить разум. И под предлогом борьбы за выдуманную правду повседневные минуты счастья так неистово рвутся у них отнять. Рвутся, но никогда не смогут, потому что та самая сцена в кафе, интимная, при свечах, где произносятся пророческие для изначально написанного Щербаковой финала слова о смерти, расставляет все по своим местам, возвышая героев над любыми обстоятельствами, озвучивая сакраментальные признания о самой высокой жертве так искренне и убедительно, что даже у членов съемочной группы сжимается горло, а режиссер, запуганный требованиями цензуры о невозможности трагичной концовки, на свой страх и риск оставляет эпизод в первозданном виде.

    Но цензорские гайки были уже ослаблены, и кино после премьеры в марте 1981 года разорвалось обличительно-морализаторской бомбой. Потому что не звучало доселе с таким вызовом из уст советского девятиклассника слово «секс», потому что не осмеливалось поколение, выросшее при Сталине, признаться в том, что дети, освобожденные из нравственной удавки пионерского галстука, имеют свои чувства и воззрения, свои принципы и моральные устои, порой понимая значение слова «любовь» гораздо лучше своих великовозрастных родителей и учителей. «Все влюбленные во все времена мучились — такая уж у бога традиция», — вздыхает Ромка, заочно предрекая кинокартине «Вам и не снилось…» роль культовой лавстори 80-х, предперестроечного ремейка «Ромео и Джульетты», истории отцов, детей и всего того, что по праву может называться Вечным, даже если окажется перенесенным из пышных дворцов Вероны в однотипные многоэтажки свежеотстроенного Юго-Запада. «Безнравственно!» — кричали им в спину, обвиняя без суда и следствия, отыгрываясь на молодом поколении за ошибки и неудачи своего прошлого. Сейчас уже не кричат. У нынешних юношей и девушек есть те возможности, права, свободы, которые советским школьникам и не снились. А вот такой истории любви у поколения «нулевых», к сожалению, нет. Да и может ли быть?

    7 октября 2013 | 12:58

    По крайней мере для меня. Посмотрела фильм уже много-много раз и уверена, что буду смотреть ещё и ещё. «Вам и не снилось» можно смело отнести к советской классике. Страшно даже представить, но такой потрясающий фильм я откопала в видеозаписях сообщества типа «самые романтические фильмы планеты» наряду с сладко-приторными сопливыми фильмишками.

    Поступки главной героини, Кати, временами похожи на мои, некоторые черты её характера напоминают мои, ее отношения с окружающим миром тоже отчасти схожи с моими. Поэтому очевидно, что она мне так нравится. Да даже если бы не были с ней похожи, всё равно ее героиня вызывает столько уважения и любви, что многим такое «и не снилось».

    Главный герой Рома, такой заботливый, любящий, также не может не вызывать симпатии. Несмотря на поступки матери, на ее нескрываемую неприязнь к Кате, он ее любит, он ей всегда помогает и чувствует какую-то долю ответственности за неё.

    Танечка — учительница главных героев. У нее свои проблемы в личной жизни, но тем не менее она готова помочь главным героям, она пытается достучаться до матери Ромы. К тому же ее отношения с врачом-бабником, совершенно недостойным ее, на мой взгляд, в определённый момент сыграют свою роль, хоть и не очень значительную, в отношениях Кати с Ромой. Она очень умна, добра, отзывчива и ее героиня даже может служить идеалом. По крайней мере, терпению мне у неё можно поучиться.

    Родители главных героев. «Они просто обыкновенные родители», — так говорит Танечка о родителях Ромы. Да, согласна. Они просто родители, любящие своего ребёнка. Им кажется, они знают, что лучше для их сына. Не всегда они правы, но ведь все их поступки от любви к сыну. И всё же, как их не оправдывай, от этой семьи веет прохладой. У Катиных родителей всё по-другому. Мама не вмешивалась в личную жизнь дочери так, как это делала Вера, мать Ромы. Но это же не значит, что ей было всё равно. Нет, напротив. А отчим относился к Кате как к родной дочери. И если бы меня спросили, какая всё же семья выглядит более счастливой, где более тёплые отношения, то я бы, конечно, выбрала Катину семью.

    А Музыка… это просто волшебство какое-то. Сложно подобрать слова при моём относительно богатом словарном запасе, чтобы описать всё то, что я чувствую, когда слышу эту музыку. Чувство какого-то внезапного умиротворения, спокойствия сразу же находит на меня, как только я заслышу эти поистине прекрасные песни. И не случайно сейчас я пишу слово «Музыка» с большой буквы. Мне кажется, все песни в этом фильме — маленькие шедевры. А может, не такие уж и маленькие.

    Никакой затянутости, никаких розовых соплей — вот что я считаю основой идеального сюжета. К счастью, в «Вам и не снилось» так и было. Всего за полтора часа я успела узнать историю главных героев, влюбиться в них, порадоваться за их счастье, загрустить вместе с ними и под конец во мне зародилась надежда на лучшее. Не только для Ромы с Катей, но и для меня тоже.

    Об актёрах уже многие упоминали, но я не могу не сказать. Это по-настоящему талантливые люди. Никакой фальши, никакого притворства — так можно смело охарактеризовать их игру. Игру всех, без исключения. Не то, что сейчас, когда часто один настоящий актёр весь фильм вытягивает на себе.

    Многим современным режиссёрам и сценаристам есть чему учиться у создателей «Вам и не снилось». Эти люди знали своё дело и справились с ним на «отлично».

    Я отношусь к молодому поколению, родившемуся в середине последнего десятилетия 20 века. Но какие бы идеалы ни были у моих ровесников, чтобы ни творилось в моей личной жизни, «Вам и не снилось» каждый раз вызывает у меня чувство уверенности, спокойствия и придаёт внутренних сил. А ещё после просмотра этого фильма возникла лёгкая, еле заметная грусть оттого, что я не застала тех времён, когда всё было гораздо… чище, что ли.

    Отличный фильм! В нём столько света и теплоты, что они передаются через экран и «поселяются» в комнате. Спасибо людям, создавшим «Вам и не снилось»!

    10 из 10

    24 июля 2011 | 17:48

    «Школьница, я все-таки в душе все та же школьница.
    От обид все также под лопаткою болит.
    Школьница, мне так тебе в любви признаться хочется,
    Но молва, как мама в поговорке, не велит»
    (А. Дементьев)

    Новостройки, новостройки… Москва конца семидесятых подарила своим детям чудные времена, которые нет-нет да и вспомнят добрым словом старожилы. Золотой период советской эпохи, когда в новые микрорайоны еще можно было въехать, получив квартиру, а не купив ее. И хоть Москва уже переставала верить слезам, но дворы еще не были запружены иностранными автомобилями, еще не было того сумасшедшего ритма жизни, который охватит москвичей через десяток лет, и сам город был гостеприимной столицей великой страны, а не центром кругооборота валютных капиталов. Именно в такой вот чудный столичный микрорайончик в квартиры, еще пахнущие краской, заезжают две равно уважаемые семьи. Правда, равно уважаемые они только по советским меркам. На деле же все иначе: он — мягкотелый неуверенный в себе человечек, жена которого выжигает пролетарским глаголом, нося высоченные шапки, она — красивая женщина, у которой жизнь только начинается, пусть это и произошло благодаря второму браку. Но она счастлива, потому что беременна и беременна, потому что счастлива. Он — помнит ее как свою первую любовь и влюблен в нее до сих пор, она — давно забыла детское увлечение, считая это глупостью и ошибкой. Однако не все в этом суетном мире зависит от нас самих: его шестнадцатилетний сын Рома пылко влюбляется в ее дочь Катю.

    Ох, уж эти умудренные жизнью взрослые! Все они знают: как не наделать ошибок, кого любить, кем стать. И не всегда стоит обвинять волнующихся за своих чад родителей. Как ни крути, а есть у них основания для беспокойства: любовь — жестокая взрослая игра, которая может принести не только радость, но и печаль. А у писательницы Галины Щербаковой таких оснований для тревог не было — на то она и певец гимна всем юным влюбленным, подростковый поэт и романтический драматург. Как никто другой смогла женщина разрушить нелепости и предрассудки, обожествить дружбу непорочных сердец, написав светлую историю проникновенной любви мальчика и девочки, которую и перенес на экраны режиссер Илья Фрэз.

    По ходу фильма мы понимаем, что родители юных героев и в своей жизни никак не разберутся. Может быть потому, что когда-то вот также их судьбы, их любовь были перечеркнуты бесчувственной рукой взрослых. Ну, а дети? Они любят — любят той чистой как слеза любовью. Венок из кленовых листьев на девичьей голове и прижатые друг к другу в молитве тонюсенькие ладони, пятки, вылезающие из босоножек, милое личико, которое еще сохранило детские черты, — режиссер направляет восхищенный взгляд мальчика невинно, без тени пошлости. Девочка растирает его грудь водкой после дождя и кажется, что сейчас что-то случится, что ворвутся без стука взрослые, обвиняя мальчика и девочку в чем-то нехорошем, постыдном, как они считают. Мы — зрители — боимся за них, следуя за влюбленными везде: будь-то новый универсам, где ребята пускают на воду надувных лебедей, или поход к учительнице — старой деве, упустившей когда-то вот такую юную непрактичную любовь. Ребята дружны, они дышат друг другом, наслаждаясь лишь одним присутствием любимого человека.

    Отчасти благодаря цензуре, отчасти благодаря сценарию, режиссер избежал волнующих современных, да и не только современных подростков разговоров о сексе, наделив полотно особым очарованием: словно поэма о первой любви, написанная классиком, сцена за сценой лента очищает душу от скабрезности и бессердечия. Лишь некой тревогой, предчувствием того, что Ромео должен умереть, пропитан фильм: разговор в кафе, когда мальчик обязуется во чтобы-то ни стало защитить девочку даже ценой собственной жизнью. Схожесть с бессмертной трагедией великого английского драматурга чувствуется в этой истории. Даже в сюжете есть реверанс в сторону «Ромео и Джульетты»: в Москву с гастролями приезжает театральная труппа с постановкой «Вестсайдской истории».

    Но все ж кинолента «Вам и не снилось» источает нашу родную русскую душевность. Сейчас, по прошествии времени, когда плеяда великих оставила солидную подборку фильмов о школе и школьниках, мы и впрямь ждем трагической развязки: ведь зачастую истории, рассказанные в этих лентах, были грустными. Ждем мы каких-то нападок на ребят со стороны сверстников: порой юным острословам, красавицам и активистам обязательно нужна новая жертва. Но нет — здесь зло воплощают лишь взрослые: слабохарактерный отец, идущий на поводу у своей мегеры-жены, которая дикую ненависть к сопернице переносит на невинную дочь, двуличная бабушка, которая, казалось бы, должна быть мудрой и доброй, а на деле оказывается лицемерной и жестокой.

    Фильм дает бой черствости, прикрытой взрослой рассудительностью, и завуалированной под участливое отношение к своим отпрыскам. Во многом это заслуга блестящей — серьезной, мощной и внятной — режиссуры. Почерк режиссера крупный и размашистый: он наводит объектив без рывков, давая возможность рассмотреть проникновенный взгляд горящих глаз Ромы. Он и впрямь сгорит, как звезда на лету, только не в кино, а в жизни: через десять лет глаза актера Никиты Михайловского закроются навсегда. Возможно, тогда уже небеса присмотрели мальчишку: ведь так бывает, что уходят молодыми те, кто судьбою больше любим. Может быть, поэтому, паренек вложил в своего героя всю душу: финал настолько силен, что удержаться от слез смогут лишь самые стойкие и бесчувственные. Фильм, как проверка на вшивость, покажет наши внутренние качества и если циничный сорокалетний мужчина тайком утирает слезу, пряча ее от дочерей-подростков, то, наверное, простая история, разыгранная на экране, актуальна во все времена, даже если сменился и год, и век.

    Посвящается моим дочерям Марте и Маргарите — самым ярким огонькам в ночи

    27 октября 2014 | 12:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 504 руб.
    аудиокнига, 221 руб.
    подробнее

    Новости


    На 54-м году жизни умер актер Вячеслав Баранов. На его счету множество ролей в советском кино, а также очень обширная и плодотворная работа в дубляже, где Баранов был признанным мастером. В озвучивании в его послужном списке сотни ролей и десятки режиссерских работ. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Когда вас настигла первая любовь? В 6, в 8 лет? Или в 14? Сбегали ли вы со своим возлюбленным куда глаза глядят? Мучились от страха, приглашая на танец ту самую девочку из параллельного класса? Вместе с создателями фильма «14+» КиноПоиск решил вспомнить фильмы о влюбленных подростках и еще раз убедиться, что в чувствах, возникающих между школьниками, нет ничего криминального. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 23-25 сентября
    На месте храма Христа Спасителя — показывать кино! (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Книга джунглейThe Jungle Book43 714 706
    2.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War9 619 300
    3.КиануKeanu9 453 224
    4.Несносные ледиMother's Day8 369 184
    5.Парикмахерская 3Barbershop: The Next Cut6 080 496
    29.04 — 01.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Экипаж501 037 796
    2.Книга джунглейThe Jungle Book136 470 748
    3.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War44 547 900
    4.Робинзон Крузо: Очень обитаемый островRobinson Crusoe24 458 520
    5.ЗверополисZootopia11 875 087
    22.04 — 24.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    210.Билли ЭллиотBilly Elliot8.088
    211.Убить пересмешникаTo Kill a Mockingbird8.087
    212.Дурак8.086
    213.Девочка, покорившая времяToki o kakeru shôjo8.085
    214.МуланMulan8.083
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.Отряд самоубийцSuicide Squad96.81%
    2.Славные парниThe Nice Guys96.43%
    3.Бегущий по лезвию 2Untitled Blade Runner Project96.28%
    4.ПассажирыPassengers96.10%
    5.Темная башняThe Dark Tower96.08%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    РаскольниковRaskolnikow3
    Война ХартаHart's War21
    УжастикиGoosebumps43
    Наш бренд – кризисOur Brand Is Crisis6
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War12
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War
    Экипаж8.302
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение7.940
    Несносные ледиMother's Day7.069
    Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджерыRatchet & Clank
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    премьеры