всё о любом фильме:

В моей смерти прошу винить Клаву К.

год
страна
слоган-
режиссерНиколай Лебедев, Эрнест Ясан
сценарийМихаил Львовский
директор фильмаБорис Гринер, Алексей Гусев
операторВалерий Миронов
композиторАлександр Журбин
художникАлексей Федотов
монтажВ. Нестерова
жанр драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  30.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время76 мин. / 01:16
Сереже было четыре года. Он полюбил Клаву с первого взгляда и навсегда. Он тащил для нее из семьи карандаши, фломастеры, барометр, кормил мороженым в кафе «Мир», навещал во время болезни и не замечал других девочек. А в пятнадцать он узнал, что такое измена: Клава полюбила другого. И тогда Сергей решил свести счеты с жизнью…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноимённой повести Михаила Львовского.
    • Съёмки фильма проходили в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ленинграде (теперь Санкт-Петербург) и Карелии.
    Фрагмент 03:19

    файл добавилАнна в лепестках

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 14 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Главные герои фильма — четыре подростка, в жизни которых настает момент, когда они осознают что «…все не так получилось, все могло быть иначе…» Сережа Лавров (Владимир Шевельков) — распрекрасный мальчик, победитель всевозможных олимпиад, спортсмен, ловко танцующий под «Hafana» Африка Симона. Все, что он ни делал, начиная со сбора желудей в детском саду и заканчивая стойкой на руках у самого края школьной крыши, было ради любимой девочки — Клавы Климковой: «Когда её нет рядом, я не существую». А Клава(Надежда Горшкова) еще с начальных классов держалась в школе только благодаря ему, сама же умела танцевать твист, открывать рот в хоре и дарить цветы. Она принимала Сережину любовь, но по-своему: «Он мне вообще всю жизнь подарки делал, а они мне оказались до лампочки». У нее была подруга Туся (Наташа Журавлева), которую с Клавой объединяли общие интересы, такие как любовь к Сергею, вернее этот интерес был односторонним, Тусиным, и как она сама понимала: «…не надо дружить с Клавой, не надо делать то, что я делаю и не могу не делать.» Скажет она Лаврику (Владимир Сидоров), единственному, кто спрашивал и устроил ее в больницу, ухаживать за матерью. Он оказался, наверное, самым мудрым и волевым из них. Не зря же Лаврик заранее купил четыре билета и «Ты можешь себе представить, что Джаконда или Венера Милосская могли быть созданы только из одного желания стремления утереть кому-нибудь нос?»

    Сергей: «Ты почему со мной драться не хочешь?» Лавр: «А ты мне нравишься». Или разговор с Клавой:

    - Ты друга предаешь.
    - А если он мне надоел?
    -А вот это уже называется подлостью.


    Конечно, Клава не должна была «благородно молчать», все взрослеют, все меняются, всем в первую очередь необходимо обрести себя: «Ты все время дарил мне себя, а Лаврик подарил мне меня». Но страшны ее: «Сереженька, мальчик, если бы ты был способен на такой поступок, я бы пошла за тобой на край света», высмеивание перед школой и после торопливое: «ты простил меня, правда?».

    А беда Сережи в том, что он привык всегда и во всем быть победителем:

    - И что же мне делать?
    - Страдать
    - А я не умею.


    Лавров жил только своей любовью и не мог потом справиться с горем, потому что раньше не обращал внимания на чужое.

    - Но почему я об этом ничего не знал?
    - А ты не спрашивал.


    И, может быть, одна из главных мыслей фильма — вопрос Сергея: «Как мы умудряемся так жить?» Конец же, оставшийся открытым, показывает, что все случившееся — серьезно.

    Актеры, в том числе сыгравшие Сережу и Клаву в детстве, очень ярко исполнили характеры героев.

    «В моей смерти прошу винить Клаву К»- фильм, вызывающий желание прочесть книгу. Он очень мудрый, как разговор Сережи с отцом, и, несмотря на название, светлый и жизнеутверждающий, как мелодия, напеваемая Клавой и солнечная погода, при которой снято большинство сцен.

    10 из 10

    P.S.

    «Не бывает любви несчастной.
    Может быть она
    Горькой,
    Трудной,
    Безответной
    И безрассудной,
    Может быть -
    Смертельно опасной,
    Но несчастной
    Любовь
    Не бывает,
    Даже если она
    Убивает.
    Тот, кто этого не усвоит,
    И несчастной любви не стоит!.. »

    Борис Заходер

    24 марта 2012 | 20:09

    Пересмотрела этот фильм в очередной раз. Прочитала имеющиеся рецензии, очень интересные, кстати. И вот о чём подумала: «А ведь этот фильм далеко не о любви».

    На мой взгляд, главная тема этого фильма — взросление.

    Конечно, человек взрослеет до самой смерти. У каждого этот процесс начинается в разное время и протекает по-разному: к у кого-то это происходит успешно, у кого-то не очень. Одно только остаётся объединяющим звеном: взросление начинается с какого-то сверхважного события для бытия человека. Для героя нашей киноповести таким событием стало разочарование в первой, ещё детской, любви. Весь его прежний мир рухнул. Розовые очки разбились. Сама жизнь поставила перед героем взрослые вопросы, на которые он вынужден искать ответы. Ему очень повезло, что его окружают мудрые люди, помогающие ему: это, конечно, отец, в первую очередь, а также друзья, Лавр и Таня, пусть им по 16-17 лет, но ведь они, по сути, сформировавшиеся взрослые люди. Все они оказываются в нужную минуту рядом с Серёжей, не дают ему пропасть.

    Очень важным является эпизод, когда Серёжа приходит в школу, а его встречает хор «доброжелателей». С каким достоинством он выдерживает это. Но встретить бурю оказывается не самым важным, важнее оказалось пережить штиль, то есть принять спокойно тот факт, что ты больше не нужен своей бывшей даме сердца, и суметь прожить свои чувства, обрести новую точку опоры в себе. По сути, перед нами открытый финал. Да, вроде бы Таня говорит о том, что, видимо, Серёжа будет любить Клаву всю жизнь, но ведь это только фрагмент диалога. Таня словно бросает Серёже вызов: сможешь себя пересилить или нет? Ведь что такое серёжина любовь к Клаве? Зависимость. Попытка уйти от реальной жизни.

    В целом же, весь фильм наполнен символами. Пусть даже режиссёр это сознательно не закладывал, возможно. Например, группа садика, которую в конце встречает Серёжа. Вот она — иллюстрация цикличности жизни. Не он первый, не он последний. А потому всё действительно можно пережить. У жизни есть такие резервы: и у жизни вообще, и у серёжиной в частности. Или повторяющийся эпизод стояния героя над обрывом: человек всегда выбирает, что ему важнее: жить или умереть. Вот обрыв — прыгай, это же так легко, а позади всего лишь жизнь, трудная, мучительная, но жизнь… Так что ты выбираешь, Серёжа? Ответ, как говорилось выше, нам так и не дан в фильме. И у меня почему-то остаётся надежда, что забудет Серёжа Клаву, а с Таней всё будет у них хорошо. Серёжа ведь довольно неплохой и не самый слабый человек.

    --

    П. С. А ещё было приятно посмотреть на красивую молодёжь начала последней трети ХХ века.

    30 января 2014 | 17:31

    Вот уж неожиданно видеть по — настоящему хорошую игру актеров, в частности правдоподобные диалоги малышей без наигранности заставили признать высокий уровень профессионализма нашего отечественного кинематографа.

    Фильм окунул во атмосферу того времени — познакомил с нравами советского человека. Теперь я точно знаю, что в советском союзе не только работали до седьмого пота (по рассказам бабушки), но и уделяли время и на развлечения.

    Теперь я точно знаю, в советское время была Любовь. Историю Клавы и Сережи на фоне подростковых проблем, обмана и сомнений нельзя назвать идеальной, но разве не это укрепляет отношения, делает их сильнее, создает непробиваемую броню, которая время от времени давала трещины.

    О незаурядной личности Клавы можно рассуждать долго, но неоспоримо будет то, что ее всепоглощающая любовь к самой себе была куда сильнее, чем к кому — либо другому. Об этом догадывались все, но только не Сережа, который знал ее еще с детского сада.

    Фильм о подростках, точнее об их робких признаниях в любви, страданиях, которые она приносит и переживаниях, о бесценных минутах счастья и об извечной проблеме «Отцов и детей».

    8 из 10

    18 июля 2011 | 16:06

    Потрясающая история о первой любви. Или о том, что за нее принимается.

    Имеются две семьи: «правильная», практически идеальная семья Сережи Лаврова, где царят нормальные отношения, есть свои трения, есть и сплоченность. И неполная семья Клавы, с не самой стандартной мамой, творческой натурой, своеобразно воспитывающей свою дочь.

    Сережа, познав в раннем детстве опыт получения определенных бонусов за победу (даже нечестную), всю жизнь пытается быть первым, выделяться, побеждать. Но… как заметил его отец:

    - Ведь нельзя же думать, что Джоконда была написана только для того, чтобы утереть кому-то нос.

    Клава, опекаемая им, и так всегда первая, благодаря своей внешности и благодаря тому же Сереже. А как сказало ее мама:

    - Не было бы Сережи, нашелся бы другой…

    Приятно и удобно… Но только до тех пор, пока в голове ветер. С приходом относительной взрослости не могли не придти и конфликты. Ведь ситуация сложилась абсолютно ненормальная.

    И два других героя повествования, Таня и Лавр (типа антипод Лаврова), сыграли в жизни Клавы и Сергея огромную роль. Оба с их помощью многое переосмыслили, научились различать главное и второстепенное, финальные выводы просто блестящи и берут за живое.

    Еще в этом фильме одна из лучших танцевальных сцен. Невероятный зажигательный танец под бессмертную Кукареллу Африка Симона.

    Смотрите, не пожалеете,

    10 из 10

    28 июля 2015 | 12:14

    Иногда кажется, что раньше люди жили совсем иначе. Но, посмотрев этот фильм, я подумала: надо же, тогда, в эти загадочные и непонятные советские времена, люди точно так же любили, дружили, страдали… Мысль, конечно, не новая. Но, то, что она вообще пришла мне в голову — заслуга фильма «В моей смерти…» Не так уж часто среди советских фильмов встречаются такие — не политизированные, не пафосные, а реалистичные и трогательные. Этот именно такой. Заставляет задуматься, и финал у него открытый. Открытый и какой-то печальный… Только эта печаль светлая, не безысходная — то, что в юности кажется трагедией, позже вспоминается, как нечто далекое, невозвратное и бесконечно дорогое.

    Главные герои фильма переживают ту пору, когда каждый человек ждет любви, счастья, зачастую не понимая, что это ожидание — уже само по себе счастье, и не замечая, что кто-то уже любит их.

    Фильм, безусловно, стоит посмотреть — и взрослому, и подростку, особенно такому, который может самостоятельно мыслит и не зависит от шаблонов, которые ему навязывают. Кроме того, в этом фильме красивая музыка и песни, и, что немаловажно, мудрые мысли.

    8 октября 2008 | 21:13

    В доперестроечное время было много подростково-юношеских фильмов, где освещались проблемы переходного возраста. В настоящее время такое кино отсутствует как класс. Сейчас на экранах доминируют непонятно как сформировавшаяся «круть», в бездарных сюжетах рекламирующая шмотьё и тачки, и причудливые изгои в брутальных «социалках». Конечно, есть и фантастические по сути и по глупости проекты, где спецэффекты важнее и ярче судеб самих персонажей.

    «Клава», даже на фоне современных ей родственных сюжетов, выгодно отличается глубиной затронутой темы. Не секрет, что многие не обделённые любовью родителей чада совершенно не хотят взрослеть, как то меняться, замечать не свои проблемы. Своё видение мира у них сформировано без оглядки на непредвиденное. Они становятся эгоистичными «царьками», которые определяют себе в собственность даже подругу (и хорошо если только одну), но наступает момент когда приходится «обламываться» и они остаются на один со своей индивидуальностью.

    Об этом фильм. Не по детскому серьёзный, с отличной игрой актёров, с разнообразными музыкальными номерами (от Шуберта до душевных самодеятельных номеров) и великолепными стихами («Зубы сжав, их молча забывают…»). Он был недостаточно высоко оценён в своё время и незаслуженно забыт сейчас, как впрочем и многие качественные работы кинематографистов того времени. В нём очень хорошо показано насколько бестолкова и дешева затея привлечь к себе внимание, используя угрозу собственного суицида. Мощный разговор отца с сыном — классика для учебников. И открытый финал очень хорош. Не плачь, юноша, — жизнь только начинается. Истина всегда сурова, но лишь познав её, мир в твоих глазах засияет новыми красками и тебе станет легче. Только ты станешь уже совсем другим человеком.

    10 из 10

    19 августа 2010 | 07:14

    Недавно посмотрела фильм по ТВ. Интересно было смотреть глазами взрослого человека и испытывать новые чувства. Немного стало грустно, как и всегда при воспоминаниях о детстве и юности. Но сейчас меня потрясло другое, а именно реакция Серёжкиных родителей, когда они прочитали его записку.

    Это как надо знать и понимать своего ребёнка, чтобы так спокойно отреагировать, без криков, истерик и обмороков. Вот вам эталон семьи. А разговор Сергея с отцом по поводу того, что надо достойно страдать, а не канючить — можно использовать в качестве учебного пособия для родителей. Отличный фильм, актуальный, каждый в нём найдёт что-то для себя.

    10 из 10

    18 сентября 2007 | 20:48

    Я давно мечтала о том, чтобы написать эту рецензию. Да, именно мечтала. Ведь «Клава», которую я посмотрела только около месяца назад, сразу же стала одним из моих самых любимых фильмов. «А что в ней такого?», — может кто-то спросить. Кто-то скажет, что есть более яркие фильмы, чем этот. Пускай. У каждого своё мнение. Моё же останется неизменным. О таких фильмах, как этот, молчать не получается. Этот фильм зацепил меня с первых же минут.

    Фильм дарит внутренние силы, веру в свои возможности, да и просто хорошее настроение, хоть и идёт в нём речь о безответной любви и вообще трудностях, обрушившихся на голову школьника. Серёжа Лавров и Клава Климкова — практически мои ровесники. А потому их отношения с окружающим миром, ровесниками и одноклассниками для меня сейчас очень понятны и близки. Но «Клава» любима не только подростками, но и взрослыми людьми, с большим жизненным опытом. И в этом её отличительная особенность. И в этом один из её многих плюсов.

    Музыка из этого фильма играет в моих наушниках почти каждый день. «Не бывает любви несчастной» и «Всё к лучшему» — это то, что называется музыкой. Это настоящая Музыка, которая пробуждает всё лучшее, что есть в человеке. А от стихотворения «Нет, ты мне совсем не дорогая…» мурашки по коже.

    Один из лучших советских фильмов. Фильм очень светлый, добрый. Он многому может научить, о многом рассказать. Каждый должен увидеть его хотя бы раз в жизни.

    10 из 10

    22 сентября 2011 | 15:09

    В целях ознакомления с советским кино, вчера посмотрела фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Название интригует и готовит к небывалой драме. Что же мы получаем? Мы и правда получаем драму, но преподнесенную подростку, ребенку. Мы получаем правду жизни которая не режет, но заставляет задуматься.

    О чем фильм? О любви, о взрослении, о том, как мы, порой, упиваясь своим чувством, совершенно не замечаем окружающей нас действительности.

    Маленький мальчик впервые пришел в детский сад и, увидев огромные карие глазки, забыл обо всем. С этого момента Клава становится для него ориентиром. Хотелось бы сказать здесь, что она становится для него верным другом, но нет, этого я не увидела. Верным другом, готовым прийти в любую минуту становится он, не она. Ситуация всегда была одна: он дарил — она принимала. Он дарил ей игрушки, карандаши, свободное время, себя — она принимала это, как должное, не испытывая при этом благодарности.

    Со временем за его заботой и помощью стала теряться Клавина индивидуальность, самостоятельность. В ее жизни стало слишком много Сережи, и слишком мало самой себя. Тогда появился Лаврик, крайне положительный и удивительный герой данной истории. Он сумел разглядеть в Клаве то, о чем она сама и не подозревала, за что она вознаградила неприметного мальчика своей любовью.

    И Сережа, преданный своей единственной любовью, решается на страшный шаг, который, к счастью, не совершает. Может ему не хватило смелости шагнуть, может, хватило силы посмотреть вокруг и убедиться, что жизнь — это не только Клава и его к ней любовь. Он уходит с этого обрыва во взрослую жизнь, как и должен.

    Лично мне не хватило в фильме накала, драмы. Часто все обрывалось на полуслове, не давая до конца раскрыться образам, что обидно, ведь эти образы очень сочные и интересные. Фильм показался технически недоработанным, за что снижаю бал.

    7 из 10

    16 апреля 2016 | 13:25

    «В моей смерти прошу винить Клаву К.»-громкое название, громкая тема. Несчастная любовь. Чувства и переживания, неподвластные законам времени.

    Вот только стоила ли игра свеч?

    На мой взгляд такой фильм может быть воспринят неоднозначно. Взрослый человек, закалённый жизнью, опытный, зрелый, конечно, посмотрит на ситуацию если не иронично, то с добрым чувством сожаления, возможно ностальгии по ранним страстям. Но вряд ли сможет сравнить себя нынешнего с героями картины, ведь чувства их, хоть уже и не детские, серьёзные, но всё-таки ещё и не совсем взрослые. Мечты о единственной любви, первые разочарования, сравнимые в те годы с концом света-с возрастом к этому всё же нарабатывается некий иммунитет.

    Со стороны же подростка, попавшего в подобную ситуацию, фильм может показаться гнетущим и вовсе не жизнеутверждающим. Взаимной любви между Серёжей и Клавой так и не состоялось, Наташа тоже оказалась в стороне. Сухой из воды, пожалуй, в этой ситуации вышла только Клава. Конечно и её тревожили сложившиеся обстоятельства, но впрочем это не мешало ей продолжать вести беззаботную, полную новых впечатлений жизнь. Остальные герои остались действительно несчастными. Мысли о несправедливой любви тяготили их, сидели под коркой. Конечно, время лечит, и с возрастом каждый ещё успеет найти свою любовь. Вот только первое разочарование отпечатается надолго.

    Честно говоря я ожидала более жизнерадостного конца, ведь этот фильм, как мне кажется, был всё-таки больше рассчитан на подростковую публику, а тем самым призван помочь им справится со своими проблемами. Но вряд ли кому-то это кинолента придала жизненных сил и энергии двигаться дальше.

    Игра актёров, эмоции-всё на высшем уровне. Вот только мне не хватало хоть толики позитива, более счастливого взгляда на жизнь. Ведь что бы не случилось-жизнь продолжается!

    6 из 10

    3 апреля 2012 | 21:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>