всё о любом фильме:

Чучело

год
страна
слоган-
режиссерРолан Быков, Аркадий Хайт
сценарийРолан Быков, Владимир Железников
директор фильмаСергей Вульман
операторАнатолий Мукасей, Владимир Мясников, Д. Смидович
композиторСофья Губайдулина
художникЕвгений Маркович, А. Докучаева
монтажЛюдмила Елян
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  23.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время127 мин. / 02:07
Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На пятый день съемок фильма в Твери (тогда город Калинин) Кристина Орбакайте сломала руку, упав на лестнице. Оставшуюся часть съемочного процесса девочка играла со сломаной рукой.
    • Фильм снят по одноимённой повести Владимира Железникова (1981).
    • «Чучело» снималось в Твери, отдельные сцены в г. Торжке (Тверская область).
    • На одну из ролей пробовался Алексей Фомкин. Так же в фильм пробовались Филипп Янковский и Мария Миронова.
    • Павел Санаев признался, что был влюблён в Анну Толмачеву, но девочка была старше его и не отвечала взаимностью.
    • На роль Лены Бесольцевой Ролан Быков отсмотрел около семнадцати тысяч девочек со всего Союза.
    • На роль красавчика и слабака Мити Ролан Быков сначала утвердил сына Олега Янковского, Филиппа. Но его родители вдруг решили, что съемки помешают учебе и не отпустили мальчика в экспедицию. Быков объявил Олегу Янковскому бойкот, а на роль Мити взял Дмитрия Егорова, сына другой советской кинозвезды, Натальи Кустинской.
    • Ища актеров на роли детей, Быков, по слухам, просмотрел 27 тысяч кандидатов по всей стране.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Сомов в финале пытается выпрыгнуть из окна, за кадром звучит песня «Беловежская пуща».
    • еще 6 фактов
    Фрагмент 03:24

    файл добавилМИРС

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 458 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Прочитав повесть Владимира Железникова в 7 классе буквально на одном дыхании, я просто не смогла пройти мимо одноимённого фильма. До сих пор отчётливо помню, какие мысли посещали меня во время просмотра.

    Было страшно. Страшно, прежде всего, из-за того, что это не выдуманная история, такие ситуации, как у Лены Бессольцевой сплошь и рядом, это реалии нашей жизни.

    Было обидно. За то, что добро наказуемо. Да, главная героиня, бесспорно, была непозволительно наивна, решившись взять на себя вину малознакомого человека. Но ведь она была свято уверена в том, что Дима не предаст, спасёт. А этого, увы, не произошло.

    Фильм вызвал бурю эмоций, дал почву для размышлений. Были моменты, когда не пустить слезу было невозможно.

    Я не отношусь к категории людей, которые безутешно рыдают из-за каких-то третьесортных мелодрам. Поэтому, если та или иная картина заставляет меня всплакнуть, то я просто не имею права поставить меньше 10.

    10 из 10

    26 июня 2012 | 01:37

    Назовите фильмы с тематикой «детской жестокости» кроме данного вами фильма 1983 года?

    «Шоколадная война» Кита Гордона

    «Класс» Ильмара Раага

    «Изгои» Френсиса Форда Копполы

    «Школьные джунгли» Ричарда Брукса

    «Розыгрыш» Владимира Меньшова…

    Да их много! И к чему это я пишу. Пусть такие страны, как США, Эстония и даже Советский Союз отличались своими культурами, но в свое время их жители не понаслышке знают, как выживать в школьных джунглях. Были и насмешки, и бойкоты, и подставы, и презрения. С этих явлений у будущих актеров, режиссеров и даже писателей появились собственные фобии, неуверенность, отчужденность.

    С этой ситуацией столкнулась внучка Владимира Железникова — ей тоже предъявили «бойкот», но этим называть нельзя, раз над ней издевались, а не игнорировали. И так получилось, что повесть попалась в руках Ролана Быкова, и он тоже не остался в этой теме — в школе его не любили, а пасынок Павел Санаев и вовсе был изгоем. Так и началась легенда о фильме «Чучело».

    В то время, когда пионеров и тимуровцев рассматривали как ангелов сошедших с небес, никто не знал, какие души лежали в сердцах детей. А что с детьми из провинциальной школы, в которую Лена пошла в шестой класс? Это клетка злых, но безответственных зверят. И какая жалость, что нету сцены, где Лену в маске Зайца окружали одноклассники в «шкурах» других зверей (кто-то Лиса-плутовка, а второй — жадный Серый волк). Так это и есть прямой ответ, кто они на самом деле. Потому что в сказках волки и лисы остаются без хвостов, не так ли?

    Лена — для меня она осталась интересной и своеобразной девочкой. Внешне кажется хрупкой и беззащитной, но в душе такой боец. И Димку Сомова защитит, и подстрижется на лысо, и лица своих сверстников раскроет.

    Этот фильм тоже хотели отправить «в полку», так как один из важных чиновников высказался: «Я не хотел бы, чтобы моя внучка смотрела такое кино». Но Быков отстоял свою позицию, что этот фильм нужен стране. А почему его хотели запретить? Из-за смелых сцен с участием деток-зверят? Нет, просто все боялись признаваться, что учились с такими Шмаковыми, Мироновыми и даже Сомовыми. Все строили из себя идеалами, а этот фильм раскрывает все «прелести» переходного возраста советского ребенка.

    Этот фильм показывали нам в школе, четвертом (!) классе. И это неправильно, потому что мы не понимали, чему этот фильм был «нужен советской стране». И учителя тоже не понимали, что этот фильм и про них раскрыл очень интересное. Нельзя классические фильмы ставить в ранних классах, нельзя.

    10 из 10

    5 марта 2012 | 01:15

    Я не буду давать долгих нравственно-этических оценок поведению класса, в котором училась Лена Бессольцева — мне все здесь предельно ясно (тут можно вполне ограничиться цитатой в несколько слов из нашего великого баснописца: «У сильного всегда бессильный виноват»). Мне просто интересно — кем вырастут эти дети? Могу предположить.

    Железную Кнопку, скорее всего, очень продолжительный период будут мучить угрызения совести о содеянном. В ней произойдет нравственное преображение, она, я думаю, станет менее категоричной, перестанет осуждать людей из тщеславия и с расчетом на публику, и, может быть, когда-нибудь найдет Лену Бессольцеву и слезно будет просить у нее прощения.

    Не сильный физически, но нравственный Васильев свою жизнь посвятит борьбе за справедливость (не исключаю, что этот мальчик может стать честным служителем правопорядка), на чем, собственно, и сгорит. Конформисты и обыватели, как правило, таких не любят.

    У Димочки, из-за которого и разгорелся весь этот сыр-бор, в жизни все сложится благополучно: спокойненько поступит в нужный университетик, по окончании вуза пристроится на тёпленькую должность по блату, и тихо, мирно проживет счастливым приспособленцем.

    Мальчик-собаколов скорее всего станет рецидивистом, ну или, на худой конец, черным дельцом, и, в конце концов, понесет таки заслуженное наказание.

    У юной фифочки, утаившей Димочкин донос, есть шанс стать самой подлой стервой в мире. В жизни у нее, естественно, все сложится великолепно, ибо для достижения своих алчных и корыстолюбивых целей красавица будет пользоваться самыми изощренными формами подлости. Не исключаю, что она выйдет замуж за Попика, который будет для нее подкаблучником. В принципе ее одноклассница, которая рьяно рвалась к папе в Москву и обижала маму-парикмахершу, плакать по поводу Бессольцевой будет не долго, и станет такой же стервой как и вышеуказанная девочка-фифочка.

    А как же Лена Бессольцева? Думаю, в Москве у Лены не повториться печальный прецедент, но теперь она станет более проницательной и разборчивее в людях. Леночка останется такой же доброй и милосердной, и, наверное, опять же исходя из генной предрасположенности, посвятит свою жизнь служению искусству.

    2 сентября 2010 | 19:44

    Этот фильм остаётся актуальным и в наши дни. Давно известен факт о существовании детской жестокости. В данном фильме всё это наглядно показано. Возможно кому-то покажется, что фильм «перегибает палку», но, увы, это не так. В классе, как правило, всегда есть лидер и есть «козёл отпущения». Этим «козлом отпущения» и оказалась новенькая Лена Бессольцева. Коллектив был слажен, она пыталась смеяться над собой и, таким образом, слиться с коллективом.

    Также присутствие сюжетной линии о любви очень интересно. Даже сложно назвать это любовью, ведь она верила, а он, Дима, предал. Она прощала и снова верила, а он снова предал.

    В таком случае Диме очень сложно устоять перед коллективом, ведь весь коллектив верит в то, что предатель Лена. Так сказать, есть «козёл отпущения», на которого можно всё «слить», её можно унижать.

    А Лена только хотела правды и смелость от Димы, чтобы смог признаться в предательстве. А что бы было? А было бы тоже, что и с Леной. Потому что в коллективе нельзя отделяться, иначе будешь изгоем.

    Огорчает только то, что дети в таком возрасте не понимают, что за правду нужно уважать, а не гнобить и унижать.

    Режиссёр смог передать очень точно многие моменты, например, жестокость, лидерство, веру и надежду и т. д. Здесь поставлена очень тонкая грань между борьбой с собственной совестью и мнением коллектива.

    10 из 10

    11 февраля 2010 | 23:42

    Когда я посмотрела «Чучело» впервые мне было лет 7. Фильм меня впечатлил, но посмотреть его снова я решилась лишь недавно. Фильм очень проникновенный!

    Главная героиня — Лена Бессольцева, она же Чучело — девочка незаурядная, поражает силой своей преданности и любви. Она долго терпела несправедливое жестокое обращение к себе и никого это особо не удивляло, ведь часто так бывает — в классе издеваются над кем-нибудь послабее, а он терпит. Но когда Лена решила приблизиться к образу Чучела это поразило всех, даже Железную Кнопку, которая, на самом деле, вовсе не «железная», а довольно слабый человек, потому что только слабые люди унижая кого-то чувствуют себя сильнее. Но почему же тогда Железная Кнопка стала лидером класса? Она на сто процентов уверенна в своей правоте, отлично владеет словом и умеет убеждать. Коллективу нужна «элита», которая сумеет повести за собой.

    Значительную роль в формировании мировозрения Железной Кнопки сыграла прочитанная ею книга о предателях. Возможно, виновато еще и воспитание, ведь в Советские времена детей воспитывали в патриотическом духе, им внушали, что нет страшнее преступления, чем предательство. Железная Кнопка истолковала это по-своему.

    Поражает финальная сцена, когда разрушена «железная клетка» сдавливающая сердца одноклассников Лены, они все осознают свою вину перед Чучелом и… плачут. Как дети.

    5 мая 2009 | 19:21

    Есть такие фильмы которые бьют наотмашь. Фильм «Чучело» поставленный по одноименной повести Железнякова один из них.
    Юная Кристина Орбакайте играет запредельно, и даже не играет — она живет своей ролью, отдаваясь ей полностью, до последнего вздоха. Принято считать что «Чучело» о подростковой жестокости. Мне кажется он обо всем и сразу. О предательстве, любви, боли, прощении. Он затрагивает все вечные и великие темы, и мне кажется глаза бывшей крепостной, как две капли воды похожие на глаза Бессольцевой будут вечно смотреть на меня с портрета, как бессловесный упрек всей человеческой мерзости, низости, трусости, жестокости.

    Лена Бессольцева абсолютная добродетель, соединившая в себе две великие идеи — смирения и бунта. Её образ стал для меня неким нравственным ориентиром, а история шестого «б» не просто показательна, она задевает не слегка и не походя, это полноценный нокаут, это громкий и пронзительный крик-призыв — вечный вопль, взывающий к человеческой совести и доброте.
    Говоря о материи фильма, хочу сказать что она крайне правдива, в ней нет ни одной бреши, ни единой маленькой лживой заплаточки. Удивительно сильно переданы характеры школьников, где что ни персонаж то определенный социальный тип.
    Истинное мастерство создателей кинофильма является именно умение показать героя — не просто абстрактный образ, но человека, со всеми его недостатками и достоинствами.

    Герой должен вызывать эмоции, герой должен быть узнаваем. У героя должен быть характер, тело, душа. Он должен быть живым. Ребята, играющие школьников казалось даже ничего не делали, и зритель увидел самый настоящий класс, с его лидерами и аутсайдерами. Каждая сыгранная роль пусть даже крошечная великолепна. Великолепен циничный, трусливый, злобный, завистливый Валька — живодер. Великолепна «железная кнопка» с её не детскими серьезными глазами, бесстрастным голосом, девочка сделанная из железа, девочка прирожденный лидер, девочка без улыбки, но со стальными принципами, девочка полководец, перед нравственной силой которой отступают все одноклассники. Великолепна Шмакова — вертлявая кокетка, беспринципная, эгоистичная, самолюбивая, наглая. Великолепна Мотя со своими выбивающимися из под черного берета светлыми волосами, жестокая и прямодушная. Это характеры поражающие своей реальностью. Роль Димы Сомова сыграна замечательно, он сумел показать как из под личины храбреца и красавчика, энтузиаста и лидера постепенно выглядывало истинное лицо мелкого труса, лицо которое в финале проступает отчетливо, и вызывает отвращение и брезгливую жалость. В фильме множество шокирующих и запоминающихся сцен. Сложно например забыть страдающую улыбку Бессольцевой сквозь слезы после того как она призналась ребятам в своем якобы предательстве. Это улыбка Христа что принял страдание за всех и из-за другого предателя. Во время просмотра меня не отвязано преследовала мысль о Христе, мне кажется что история Бессольцевой почти библейская.
    Она подобно Сонечке Мармеладовой, которая является квинтэссенцией добродетели, идеальной героиней, готова не задумываясь принять страдание за другого человека.

    А на это способны лишь истинно великие люди. Тема любви освещена здесь также ярко.

    Лена Бессольцева любит того Диму Сомова, что отбивал у Вальки собак, который ничего и никого не боялся, любит беззаветно, страстно, как только можно любить впервые. «Я не буду говорить ребятам обо всем сразу, а то они подумают, что я хочу тебе помочь, как ты думаешь?» — спрашивает Сомов. «Я думаю как ты» — отвечает Лена, и в этом ответе сконцентрирована вся степень любви и веры, которую она к нему испытывает.

    И она готова твердить себе и ему как заклинание «ты не трус». Ибо трусость она простить не может, как не прощался этот порок двенадцать тысяч лун Понтию Пилату.

    Во время просмотра остро, ребром встает следующий вопрос: «Почему дети такие жестокие? Откуда эта жестокость?» И ответа нет, ибо мир вокруг совсем недобрый, в нем надо выживать каждый день выдумывая искусственный причины почему надо жить.
    Толпа и пророк, большинство и меньшинство, личность и обыватели, коллектив и белая ворона. Так было всегда. Невозможно не поражаться её смелости и силе духа, ведь она вынесла все, и издевательства, и побои, и страшное застывающие в ушах хоровое «Чучело- предатель» и даже собственную метафизическую казнь, где её чучело сожгли на костре. И когда она отрешенным голосом рассказывает дедушке свою печальную историю, мы видим человека, в глазах которого навеки залегло понимание вселенской боли. Класс жесток, как бывают жестоки только дети. Еще раз отмечу блестящую игру девочки исполнявшую роль «железной кнопки». Каждое её слово как отрезанный кусок жести, каждая фраза как приговор (например «живешь не по правде — расплата» «предателям нет прощения») и ясно одно — ребенок вершащий справедливость силовыми жестокими методами может со временем превратится в бесчувственного монстра. В финале её слезы злые, но настоящие, она страстно хочет правды во всем, и уже точно знает, что желанию этому никогда не осуществится, в мире, где властвует только один закон «лишь бы все шито-крыто».

    Хочется отметить одну из последних сцен фильма. Это прощальный визит с бритой наголо головой на день рождения Димы Сомова, где в это время собрался весь класс. Потрясающи гордые звенящие слова Лены, человека нравственно не побежденного, и ошалело-потрясенные и растерянные лица гостей. И каждый, кто смотрит эту сцену твердо уверен, Лена Бессольцева даже сейчас не выдаст Сомова, не выдаст, потому что она выше этого. Не даром после все расходятся, так как смутно понимают, что сделали в какой-то момент все вместе большую ошибку, но ни понять, ни исправить её никто не может. В финале справедливость торжествует, Сомов разоблачен. Слезы на глазах у детей настоящие, не поддельные, и хорошо что они есть, ведь это означает что «детки из клетки» все еще способны что-то чувствовать. И раскаяться. «Если чучело против то и я тоже против»: она заставила себя уважать, но какой ценой? Жаль, что всегда пока стоит мир, ценность лучших людей осознается слишком поздно. Она Лена Бессольцева — Чучело прощает всех, мы видим это по ее глазам, наполненным слезами. И написанное мелом на доске «Чучело прости нас» вызывает содрогание. Попросить прощения можно, но можно ли простить самих себя?

    Главная героиня сделала самое важное она приняла страдание и чужой грех на себя. Лена Бессольцева воплощает собой великую мысль, пронесенную, кстати, через весь роман «Поющие в терновнике», мысль эту можно сформулировать одним предложением, которое и будет своеобразным итогом моей рецензии. «Но мы, когда бросаемся грудью на шипы, — мы знаем. Мы понимаем. И все равно — грудью на тернии. Так будет всегда»

    8 июля 2009 | 17:45

    Сначала при просмотре фильма мне захотелось закричать: «Не верю!» Не верю, что бывают такие контуженные материальным миром двенадцатилетние дети, циничные и ни во что не ставящие друг друга, своих родителей и посторонних взрослых. Не верю, что бывают такие глупые девочки, ржущие тогда, когда надо и не надо, и пытающиеся втереться в доверие тем, кто об тебя стремится вытереть ноги. Игра Кристины Орбакайте (или сценарий поведения её героини, трудно сказать, где кончаются нездоровые выдумки сценариста и начинается неуклюжая импровизация) показалась мне весьма искусственной. Но потом я отвлёкся от частностей и задумался.

    На первый взгляд, можно подумать, что фильм являет собой иллюстрацию ущербности советской идеологии коллективизма. Однако если копнуть глубже, мы видим здесь не коллективизм, а тупой конформизм, нежелание лезть на амбразуру ради защиты принципов, соглашательство (как говорит Железная Кнопка — «чтобы всё было шито-крыто») и прочие архетипы маленького человека, которые в советское время пытались заменить на что-то более конструктивное. Не получилось. Все пошло крахом с момента, когда люди у руля перестали верить в пропагандируемые ими лозунги и ценности, а другие «постеснялись» им об этом сказать (всё тот же конформизм в действии). В результате все на людях говорят одно, на кухнях — другое, а среди всего этого хлама и фальши растут детишки, перекушавшие топорных и заведомо неудобоваримых «высших ценностей» и в качестве естественной защитной реакции принявшие как идеологию цинизм и эгоизм. И вот эти самые детишки, ставшие взрослыми, совершенно закономерно похоронили Советский Союз как нечто им непонятное, кажущееся лживым, отмершим и ненужным.

    Похоже, так оно всё и было. В «Чучеле», как и во многих других фильмах того периода, молодёжь ржёт над партийными лозунгами (если их повторяют тысячу раз на день, естественно, вряд ли ты будешь над ними задумываться), ни во что не ставит старшее поколение и сама одновременно начинает на него походить. Послушаться какого-то полууголовного дяденьку и свалить с уроков — раз плюнуть, а кто сваливать не хочет — те «против коллектива» (прошитая парадигма обращается сама против себя). Есть, правда, исключения из общей массы. Интересным субъектом предстаёт Железная Кнопка. Она представляется мне этаким киборгом с криво установленной операционной системой: советская система ценностей, не будучи подкреплённой примерами вокруг и не верифицированная собственными мозгами (может, подрастёт, поправит), рождает уродливую мутацию, чёрно-белое деление на «своих» и «чужих» без ценностной оценки (причина таких метаморфоз объясняется словами Кнопки почти прямым текстом в конце фильма). Пожалуй, персонажем, которому я симпатизирую и в которого верю, является Васильев, который не рассуждает в догматических рамках «социалистических ценностей», но точно знает, что нравственно, а что нет, и готов за это быть изгоем (видно, что в классе его не сильно высоко котируют). В главную же героиню я не верю, уж извините. Влюбчивая глупышка в начале фильма стала чуть ли не Терминатором, способным убивать взглядом, в конце. Лена больше похоже на искусственный конструкт, призванный проиллюстрировать идею, чем на живого человека. И в повальное слёзное раскаяние ребят я тоже поверить не могу, оно настолько же искусственно.

    Что мне дал этот фильм? Вслед за «Курьером», «Вам и не снилось», «Дорогой Еленой Сергеевной» он убедил меня, что такие вот странные «советские школьники» действительно могли существовать, что советская система воспитания, выпестованная Макаренко, где-то дала трещину и проект построения «нового человека» оказался провален. В таких условиях «возвращение в лоно цивилизации» (см. «Класс», «Слон», «Повелитель мух» и пр.) оказалось неминуемым. И отдельные героические личности (как «целиком правильная» Лена или более слабый, но более жизненный Васильев) здесь погоды, увы, сделать не смогли.

    За наличие недостоверных эпизодов и спорных моментов

    7 из 10

    19 сентября 2011 | 19:23

    Игру Советских актеров не перешибить никакими Голливудскими спецэффектами. Никулин — шикарный драматический актер. А Кристину после этого фильма (первый раз смотрел в 80-х) воспринимаю как хорошую актрису, а песни — так, для души.

    7 февраля 2006 | 14:03

    Больше всего хочется сказать об этом фильме что-то новое, не повторяя вслед за другими банальные фразы о детской жестокости. Хотя и мне эта тема знакома не только по книжкам и фильмам — и я когда-то училась в школе. Могу выделить разновидности «чучел» и их обидчиков; хочу и могу написать свой труд на эту тему (что и будет сделано).

    До фильма, ещё в 1981 году, я прочла повесть В. Железникова (напечатанную в журнале «Пионер»), а потому, собираясь в кино в 1983-м, уже знала, что предстоит увидеть в фильме. Было крайне любопытно увидеть творческую работу Кристины Орбакайте, притом в такой нешуточной роли.

    Я не осталась разочарована ни её игрой, ни фильмом в целом. Смотря фильм, не вспоминаю, что это дочь Аллы Пугачёвой. Вижу простую русскую девочку Лену. Вернее, простую только на первый взгляд…

    Есть «чучела», изначально противопоставляющие себя коллективу. Лена, наоборот, всеми силами пыталась в него «влиться», стать «своей». Ей даже кличка не показалась такой уж обидной: бывают гораздо хуже… Да, может быть, и не стали бы они её сильно обижать, если бы не этот её героический поступок, благодаря чему она оказалась «предателем», коему «нет прощенья»; разве только побоялись вместе с платьем сжечь на костре и её (говорят, что нынешние «детки в клетке» вполне могли бы).

    Скорее всего, она не думала, что это обернётся для неё таким образом, что ей всерьёз объявят «войну на уничтожение». Неужели причина того стоит? Ну, сорвалась поездка… и что, это последняя возможность увидеть Москву (и повидаться там с кем-то)? Да ведь и она, Лена, туда не поехала (в отличие от учительницы, себя заодно с провинившимися детьми не наказавшей)…

    Но стайка существует по жёстким законам, отчасти диктуемым девочкой-вожаком, чья железная воля смущает даже учительницу. Как и в повести, в фильме почему-то (кроме Димы Сомова) одни дети названы только по имени, а другие — только по фамилии (и/или кличке). Так и эта девочка — с фамилией, ничего не говорящей (Миронова), зато с кличкой Железная Кнопка.

    Для кого-то она карикатура, для кого-то — зловещий «призрак тоталитаризма». Для меня — образ вполне достоверный. Он мне по сути понятнее и ближе всего, представленного в этой детской «клетке». Жить по правде, всегда и во всём, — как это было бы замечательно! Увы… Она — тоже своего рода «белая ворона» (по непритворной вере в светлый идеал), но упакованная в коллективистские «перья» и наделённая качествами лидера. История с Леной Бессольцевой, конечно, повлияла на её мироощущение и представления о добре и зле.

    Кто-то не верит, что всеобщее раскаяние класса в конце фильма искренне или возможно в реальной жизни (тем паче сейчас). Я принципиально верю (тем паче сейчас) — как верили, видимо, автор повести (где финал такой же) и режиссёр, почему и создали такой сюжет. Как верили миссионеры, отправляясь наставлять дикие души, и кому-то это удавалось — не всех, как одного, съедали, переваривали и забывали об этом. Вот и Лена явилась в некотором роде миссионером или «лучом света в тёмной клетке», преподав всем урок, который не смогла преподать учительница. Может быть, даже Мессией, добровольно принявшей мученический венец, символически распятой и казнённой, но «воскресшей», а затем и «вознёсшейся», оставив о себе соответствующую память (и даже «икону»). И, может быть, желание в дальнейшем не только не опускаться ниже, но хотя бы чуть подняться до неё…

    10 из 10

    2 июля 2015 | 14:49

    Не оригинальная история о советской школе. О наивной девочке, полюбившей недостойного человека, о озлобленных детях, о взрослых, вечно занятых своими сиюминутными проблемами. Я много слышал и читал о некоей «правдивости» фильма, об «отличной» актерской игре Орбакайте. Но правды в фильме нет, есть только внешнее правдоподобие. Фильм очень далек от жизни. Выстроен сильно педагогизированный «скелет», на котором едва держится сюжет. Усилия «педагогов» отчетливо видны — как каркас под брезентом. Поэтому — уже с первых минут фильм раздражает «приторностью». Да, да, может быть «приторность», назойливость и в этом — в усилиях «выжать» слезу. Непонятным образом раздражает сама Бессольцева (Кристина Орбакайте), раздражают другие дети, невольно раздражает сам Роллан Быков — в маленьком эпизоде, где он дирижирует оркестром.

    Главное, что хочется сказать после фильма: «Не верю!» Не верю, что девочка может быть настолько глупа. Не верю, что деду (Юрий Никулин) она чуть-ли не безразлична. Не верю в этих школьников, родителей, педагогов. Я не читал повесть «Чучело», потому не стану разбирать насколько фильм точен (или наоборот — не точен). Но сценаристы могли бы сделать характеры более жизненными. Например, Бессольцева. Хоть раз могла бы прекратить истерику. Или ее дед, узнав, как обошлись с внучкой, попытался бы порвать «в сердцах» какую нибудь из картин, а внучка ему не позволила бы. Но тогда получилось бы слишком «не педагогично». Слова «Железной кнопки» — ("Детки из клетки…») удивляют вымученностью — они «с чужих слов». Ни один подросток не скажет такого. Финал — с надписью на доске — вызывает почти отвращение неприкрытой дидактикой.

    Два слова о роли Кристины Орбакайте. Не верю ни одному слову. Не верю, что отсмотрели 11 тысяч претенденток на роль. Абсолютно «холодный» человек — как могли выбрать ее? Не хочется верить, что выбрали потому, что она — дочь Пугачевой, но… Впрочем, один похожий случай был — в американском фильме «Бумажная луна» ("Paper Moon»). 10-летняя Татум О`Нил даже получила за свою роль «Оскара», но потом выяснилось, что большинство эпизодов с ней переснимались по 20-50 раз. В случае с Орбакайте нет и «профессионализма». Актриса очень сильно переигрывает, а в сценах истерик отчетливо слышен внутренний «лёд». Имитировать истерику легче, чем создать убедительный психологический портрет. Впрочем, об отношении Орбакайте к роли лучше всего говорит то, что она отказалась стричь волосы. Дэми Мур в «Солдат Джейн» не пожалела волос. Дин Стоквел для роли в «Мальчик с зелеными волосами» тоже. Был еще фильм «Пудра», жаль не помню имя актера-подростка. А Орбакайте волосы пожалела. Каждый съемочный день ей в течение нескольких часов делали «лысый» парик. И второе. Роллан Быков обмолвился в одном из интервью: «По-характеру Орбакайте следовало-б не Бессольцеву играть, а солдата…»

    Возможно, фильм получился бы, не будь он снят в СССР, где длительность эпизодов измеряли не эмоциями, а метражом или если бы снимал какой-нибудь другой режиссер, а не Роллан Быков. Очень жаль, но в этом фильме Быков-моралист победил Быкова-художника. По замыслу режиссера главная героиня должна вызывать сочувствие… Не вызывает. Остальные вызывают — кто жалость, кто — презрение, кто — брезгливость. Красоты в «Чучело» нет, правды к большому сожалению — тоже. Впрочем, наивно ждать правды от советского детского фильма. Она слишком «не педагогична». Обидно, т. к. тогда уже существовали отличные западные «школьные» фильмы. «Кес», «400 ударов», а чуть позже сняли «Король Джо» и «Костолом» ("Sticks & Stones»). Фильмы про настоящую школу, с реальными, а не выдуманными кем-то проблемами. Фильмы, которые прятали от детей, расчищая дорогу «Чучелу» и похожим. Возможно, что при других обстоятельствах «Чучело» мог стать не хуже, чем «Кес». Не стал. Когда в СССР снимали слащавые «школьные» фильмы, вроде «Вы Петьку не видели?», где дети и учителя распевали песенки про контрольную работу — «Чучело» мог показаться чуть ли не «откровением». А теперь? Можно присудить Госпремию откровенно слабому фильму, но лучше он не станет. Чересчур «педагогизированный», очень затянутый фильм. С медленным темпом и переходами от унылой пустоты к истерикам главной героини.

    1 из 10

    12 февраля 2010 | 00:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>