всё о любом фильме:

Чучело

год
страна
слоган-
режиссерРолан Быков, Аркадий Хайт
сценарийРолан Быков, Владимир Железников
директор фильмаСергей Вульман
операторАнатолий Мукасей, Владимир Мясников, Д. Смидович
композиторСофья Губайдулина
художникЕвгений Маркович, А. Докучаева
монтажЛюдмила Елян
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  23.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время127 мин. / 02:07
Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На пятый день съемок фильма в Твери (тогда город Калинин) Кристина Орбакайте сломала руку, упав на лестнице. Оставшуюся часть съемочного процесса девочка играла со сломаной рукой.
    • Фильм снят по одноимённой повести Владимира Железникова (1981).
    • «Чучело» снималось в Твери, отдельные сцены в г. Торжке (Тверская область).
    • На одну из ролей пробовался Алексей Фомкин. Так же в фильм пробовались Филипп Янковский и Мария Миронова.
    • Павел Санаев признался, что был влюблён в Анну Толмачеву, но девочка была старше его и не отвечала взаимностью.
    • На роль Лены Бесольцевой Ролан Быков отсмотрел около семнадцати тысяч девочек со всего Союза.
    • На роль красавчика и слабака Мити Ролан Быков сначала утвердил сына Олега Янковского, Филиппа. Но его родители вдруг решили, что съемки помешают учебе и не отпустили мальчика в экспедицию. Быков объявил Олегу Янковскому бойкот, а на роль Мити взял Дмитрия Егорова, сына другой советской кинозвезды, Натальи Кустинской.
    • Ища актеров на роли детей, Быков, по слухам, просмотрел 27 тысяч кандидатов по всей стране.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Сомов в финале пытается выпрыгнуть из окна, за кадром звучит песня «Беловежская пуща».
    • еще 6 фактов
    Фрагмент 03:24

    файл добавилМИРС

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 458 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Смотрела и читала много раз. Не могу выразить словами свои эмоции. Фильм нельзя назвать великолепным, но он — как ножом по сердцу… Как четко режиссер выбрал актрису, и как умеет Кристина играть! «Как сильно и искренне она умеет любить!». Я обожаю ее именно с этого фильма. Она талантливая и искренняя, яркая и красивая.

    Единственный минус, который я хотела бы отметить, но не акцентировать внимание на нем — это музыка. Она будто дополняет эту жуткую, визжаще-режущую атмосферу осенней грязи и душевной тоже… Без нее в фильме осталось бы что-то человеческое… А так — страшное, невыносимое чувство, что это, действительно, звери — не люди. А ведь это всего лишь еще дети!

    Мои дети еще маленькие. Но я с ужасом думаю, что будет, когда я оставлю их в классе одних. Тогда избивали, сейчас могут покалечить, если не больше. Меня в классе травила девочка, у которой папа плавал, а у меня и отца-то не было. Я знаю, что это. Тот, кто не прожил подобное, НИКОГДА не поймет. Воспитывайте своих деток, чтобы были хотя бы как Васильев.

    Поэтому вместо очередных трансформеров покажите лучше «Чучело» ребенку. Покажите, как делать НЕЛЬЗЯ. Я очень надеюсь на это.

    От меня: только высшая оценка.

    10 из 10

    16 декабря 2011 | 17:01

    Есть такие фильмы которые бьют наотмашь. Фильм «Чучело» поставленный по одноименной повести Железнякова один из них.
    Юная Кристина Орбакайте играет запредельно, и даже не играет — она живет своей ролью, отдаваясь ей полностью, до последнего вздоха. Принято считать что «Чучело» о подростковой жестокости. Мне кажется он обо всем и сразу. О предательстве, любви, боли, прощении. Он затрагивает все вечные и великие темы, и мне кажется глаза бывшей крепостной, как две капли воды похожие на глаза Бессольцевой будут вечно смотреть на меня с портрета, как бессловесный упрек всей человеческой мерзости, низости, трусости, жестокости.

    Лена Бессольцева абсолютная добродетель, соединившая в себе две великие идеи — смирения и бунта. Её образ стал для меня неким нравственным ориентиром, а история шестого «б» не просто показательна, она задевает не слегка и не походя, это полноценный нокаут, это громкий и пронзительный крик-призыв — вечный вопль, взывающий к человеческой совести и доброте.
    Говоря о материи фильма, хочу сказать что она крайне правдива, в ней нет ни одной бреши, ни единой маленькой лживой заплаточки. Удивительно сильно переданы характеры школьников, где что ни персонаж то определенный социальный тип.
    Истинное мастерство создателей кинофильма является именно умение показать героя — не просто абстрактный образ, но человека, со всеми его недостатками и достоинствами.

    Герой должен вызывать эмоции, герой должен быть узнаваем. У героя должен быть характер, тело, душа. Он должен быть живым. Ребята, играющие школьников казалось даже ничего не делали, и зритель увидел самый настоящий класс, с его лидерами и аутсайдерами. Каждая сыгранная роль пусть даже крошечная великолепна. Великолепен циничный, трусливый, злобный, завистливый Валька — живодер. Великолепна «железная кнопка» с её не детскими серьезными глазами, бесстрастным голосом, девочка сделанная из железа, девочка прирожденный лидер, девочка без улыбки, но со стальными принципами, девочка полководец, перед нравственной силой которой отступают все одноклассники. Великолепна Шмакова — вертлявая кокетка, беспринципная, эгоистичная, самолюбивая, наглая. Великолепна Мотя со своими выбивающимися из под черного берета светлыми волосами, жестокая и прямодушная. Это характеры поражающие своей реальностью. Роль Димы Сомова сыграна замечательно, он сумел показать как из под личины храбреца и красавчика, энтузиаста и лидера постепенно выглядывало истинное лицо мелкого труса, лицо которое в финале проступает отчетливо, и вызывает отвращение и брезгливую жалость. В фильме множество шокирующих и запоминающихся сцен. Сложно например забыть страдающую улыбку Бессольцевой сквозь слезы после того как она призналась ребятам в своем якобы предательстве. Это улыбка Христа что принял страдание за всех и из-за другого предателя. Во время просмотра меня не отвязано преследовала мысль о Христе, мне кажется что история Бессольцевой почти библейская.
    Она подобно Сонечке Мармеладовой, которая является квинтэссенцией добродетели, идеальной героиней, готова не задумываясь принять страдание за другого человека.

    А на это способны лишь истинно великие люди. Тема любви освещена здесь также ярко.

    Лена Бессольцева любит того Диму Сомова, что отбивал у Вальки собак, который ничего и никого не боялся, любит беззаветно, страстно, как только можно любить впервые. «Я не буду говорить ребятам обо всем сразу, а то они подумают, что я хочу тебе помочь, как ты думаешь?» — спрашивает Сомов. «Я думаю как ты» — отвечает Лена, и в этом ответе сконцентрирована вся степень любви и веры, которую она к нему испытывает.

    И она готова твердить себе и ему как заклинание «ты не трус». Ибо трусость она простить не может, как не прощался этот порок двенадцать тысяч лун Понтию Пилату.

    Во время просмотра остро, ребром встает следующий вопрос: «Почему дети такие жестокие? Откуда эта жестокость?» И ответа нет, ибо мир вокруг совсем недобрый, в нем надо выживать каждый день выдумывая искусственный причины почему надо жить.
    Толпа и пророк, большинство и меньшинство, личность и обыватели, коллектив и белая ворона. Так было всегда. Невозможно не поражаться её смелости и силе духа, ведь она вынесла все, и издевательства, и побои, и страшное застывающие в ушах хоровое «Чучело- предатель» и даже собственную метафизическую казнь, где её чучело сожгли на костре. И когда она отрешенным голосом рассказывает дедушке свою печальную историю, мы видим человека, в глазах которого навеки залегло понимание вселенской боли. Класс жесток, как бывают жестоки только дети. Еще раз отмечу блестящую игру девочки исполнявшую роль «железной кнопки». Каждое её слово как отрезанный кусок жести, каждая фраза как приговор (например «живешь не по правде — расплата» «предателям нет прощения») и ясно одно — ребенок вершащий справедливость силовыми жестокими методами может со временем превратится в бесчувственного монстра. В финале её слезы злые, но настоящие, она страстно хочет правды во всем, и уже точно знает, что желанию этому никогда не осуществится, в мире, где властвует только один закон «лишь бы все шито-крыто».

    Хочется отметить одну из последних сцен фильма. Это прощальный визит с бритой наголо головой на день рождения Димы Сомова, где в это время собрался весь класс. Потрясающи гордые звенящие слова Лены, человека нравственно не побежденного, и ошалело-потрясенные и растерянные лица гостей. И каждый, кто смотрит эту сцену твердо уверен, Лена Бессольцева даже сейчас не выдаст Сомова, не выдаст, потому что она выше этого. Не даром после все расходятся, так как смутно понимают, что сделали в какой-то момент все вместе большую ошибку, но ни понять, ни исправить её никто не может. В финале справедливость торжествует, Сомов разоблачен. Слезы на глазах у детей настоящие, не поддельные, и хорошо что они есть, ведь это означает что «детки из клетки» все еще способны что-то чувствовать. И раскаяться. «Если чучело против то и я тоже против»: она заставила себя уважать, но какой ценой? Жаль, что всегда пока стоит мир, ценность лучших людей осознается слишком поздно. Она Лена Бессольцева — Чучело прощает всех, мы видим это по ее глазам, наполненным слезами. И написанное мелом на доске «Чучело прости нас» вызывает содрогание. Попросить прощения можно, но можно ли простить самих себя?

    Главная героиня сделала самое важное она приняла страдание и чужой грех на себя. Лена Бессольцева воплощает собой великую мысль, пронесенную, кстати, через весь роман «Поющие в терновнике», мысль эту можно сформулировать одним предложением, которое и будет своеобразным итогом моей рецензии. «Но мы, когда бросаемся грудью на шипы, — мы знаем. Мы понимаем. И все равно — грудью на тернии. Так будет всегда»

    8 июля 2009 | 17:45

    Этот фильм о школьной очень не простой ситуации, о детской любви, милосердии и жестокости. Картина гениального режиссера Ролана Быкова и сыгранная такими замечательными актерами, как Кристина Орбакайте (честно, не ожидала увидеть такую живую игру детской роли этой артистки), Юрий Никулин (все комедийные роли закрепили образ клоуна и серьезная роль была неожиданностью), Павел Санаев (приятно было узнать, что один лучших российских писателей играл роль в этой фильме) и другие воплотившие многогранные образы класса Лены Бессольцевой.

    Кому в школьные годы не повезло и приходилось сталкиваться с глумлением, издевательством сильных над слабыми, прочувствуют этот фильм особенно. В целом, класс складывается из совершенно разных детей, которые после школьных уроков собираются в тусовку, чтобы весело и беззаботно проводить время. Чем и славится детство. Все мы были такие. Но следует учесть то, что прививание советской морали и индивидуальные ценности семьи, в которой воспитывается человек, очень могут различаться. А индивидуальные особенности ребенка в состоянии гипертрофировать не вполне рациональное наследие убеждений, с учетом послевоенного времени.

    Девочка с косичками по имени Лена Бессольцева переехала в город-N, к своему дедушке, у которого лично накопленная коллекция произведений искусства. Из-за чего ущемляются чувства сограждан связанные с коммунистическими представлениями о равенстве и разделении всех имущественных благ.

    Коллектив с «с радостью» принимает Бессольцеву. Всем охота посмеяться над ней и её дедушкой. Леночка наивна, все шутки принимает за чистую монету. Лишь смелый Дима Сомов относится к Леночке с уважением.

    Дети, в общем, не глупые и не злые. Но так уж получается, им претит всё связанное с нежными чувствами, они не выносят слез и… предательства. А совершившему его, они готовят самую жестокую расправу. Начиная с байкота, всеобщего презрения, заканчивая битьем и преследованием.

    В этой истории больше выделяются Шмакова, которая принимает независимые от большинства решения, находясь в стороне и получая удовольствие от наблюдения за происходящим, блюдя свои интеренсы, эгоистка; Железная кнопка — она идейный лидер, с жесткими принципами и жестоким воплощением их в жизни; Валька — живодер, нахальный бунтовщик; Сомов — просто трус и предатель; Леночка — чистая наивная, самопожертвенная; Васильев — единственный кто идет против толпы, смелый милосердный и сердобольный.

    Музыкальное сопровождение высший класс. Звук создает сильное напряжение, нагнетает страх до сильнейшего сопереживания Леночке Бессольцевой.

    Минусы фильма в затянутости некоторых моментов, например с оркестром. Там где было интересно и хотелось больше подробностей, было мало.

    Думаю, что этот фильм заслуживает быть одним из первых в списке лучших драм, несмотря на некоторые недостатки.

    10 из 10

    28 ноября 2014 | 02:21

    «Чучело» — замечательный фильм хотя бы потому, что он пошёл вразрез с общепринятыми взглядами, и, как следствие, вызвал бурю негодования правительственных органов. Зрители, как обычно, разделились на две группы: «слепцов», которые воспринимали жизнь как в пропагандистских кинофильмах; и тех, кто рукоплескал Быкову за его смелость.

    Сам фильм же «вытягивают» только игра Кристины Орбакайте и музыка. Дебютная роль Орбакайте поражает своей правдоподобностью, она словно переживает всё то, что происходит с её героиней. Музыка играет в фильме очень часто и подобрана максимально подходяще.

    Минусов в фильме побольше, но они заметно уступают плюсам. Первый минус — персонаж Кристины Орбакайте, Лена Бессольцева. Железников в своей книге сильно гиперболизировал образ «невинной души», в результате чего она сама оказалась виноватой в своих бедах. Не может быть человек настолько наивным. Может? Что ж, тогда она сама заслужила то, что с ней происходит далее. И её дедушку, которого играет Никулин, я воспринимал как клоуна, даже не зная, что его играет клоун. Не удалось Никулину уйти от своего образа.

    Другой минус — чрезмерная наивность фильма — косвенно связан с предыдущим. В фильме очень много однозначных персонажей, соответственно присутствует явное деление на «хороший-плохой». Быков снимал фильм с явными морализаторскими взглядами, соответственно фильм превращается в лекцию.

    Конечно, о фильме можно много говорить, и каждый зритель выскажет однозначное мнение о картине, но нельзя забывать, что этот фильм был прорывом в советском кинематографе, и уважать Быкова можно хотя бы за это.

    8 из 10

    12 июня 2011 | 11:51

    Прочитав повесть Владимира Железникова в 7 классе буквально на одном дыхании, я просто не смогла пройти мимо одноимённого фильма. До сих пор отчётливо помню, какие мысли посещали меня во время просмотра.

    Было страшно. Страшно, прежде всего, из-за того, что это не выдуманная история, такие ситуации, как у Лены Бессольцевой сплошь и рядом, это реалии нашей жизни.

    Было обидно. За то, что добро наказуемо. Да, главная героиня, бесспорно, была непозволительно наивна, решившись взять на себя вину малознакомого человека. Но ведь она была свято уверена в том, что Дима не предаст, спасёт. А этого, увы, не произошло.

    Фильм вызвал бурю эмоций, дал почву для размышлений. Были моменты, когда не пустить слезу было невозможно.

    Я не отношусь к категории людей, которые безутешно рыдают из-за каких-то третьесортных мелодрам. Поэтому, если та или иная картина заставляет меня всплакнуть, то я просто не имею права поставить меньше 10.

    10 из 10

    26 июня 2012 | 01:37

    Очень глубокий, драматичный, пронзительный, далеко не детский фильм, хотя почти все герои — именно дети, и сюжет построен вокруг них. Лента стала первой подобного рода в советской кинематографии, взорвав сладкое спокойствие и показательно бодрую реальность целого ряда лент о детских и школьных буднях. Часть этих картин спас юмористический ключ, в котором они были сняты, часть — качественная актерская игра, а часть — режиссерская работа. Из фильмов, которые стояли особняком, до «Чучела» можно выделить разве что «Доживем до понедельника».

    «Чучело» — принципиально другое кино. Во всем. Лента с поразительно острой, но в то же время объективной и беспристрастной беспощадностью вскрыла всю изнанку так называемой высокой советской морали, культивируемой и прививаемой детям с детства. Неотъемлемыми составляющими ее стали лицемерие, ложь и показуха. Главным развенчанным мифом стал ложный коллективизм, на деле скрывающий под своей маской обыкновенный стадный инстинкт, инстинкт толпы, цементируемой уравниловкой и неприятием тех, кто хотя бы малость в чем-то от нее отличен. Практически до самого последнего момента все это кажется устоявшимся, привычным и единственно верным. И нужно действительно глубокое потрясение, чтобы осознать, насколько жестоки, мерзки и отвратительны поступки, которые еще вчера казались тебе абсолютно естественными и обоснованными. И надпись неровными буквами на классной доске: «Чучело, прости нас!» это не только обращение к своей незаслуженно оскорбленной, униженной и преданной однокласснице. Ребята просят прощения у самих себя за всю свою, по сути, еще и не состоявшуюся, но уже запачканную грязью лжи и лицемерия жизнь. Думаю, в день расставания с Леной Бессольцевой, каждый из ее одноклассников стал старше на несколько лет. И есть все основания надеяться, что отношения между собой они теперь будут строить на других принципах, получив качественную моральную прививку. А значит, жертва маленькой худенькой девочки была не напрасной.

    Не знаю, какой была судьба произведения писателя Владимира Железникова /а фильм в целом, на мой взгляд, сохранил и передал все основные акценты книги/, но трудная судьба ТАК снятой картины была практически предрешена. Однако, в конце концов, этот фильм все же дошел до зрителя и занял достойное место в сокровищнице отечественного кинематографа.

    Успех фильма во многом определили и актерские работы. Юная Кристина Орбакайте очень искренне и проникновенно сыграла роль Лены Бессольцевой. Тут не надо было ничего особого выдумывать, изыскивать какие-то особые сложные ходы, возносить образ своей героини на какую-то недосягаемую высоту, лепить из нее показательный образ мученицы за справедливость. Сыгранный актрисой персонаж — абсолютно обычная девочка, живущая своими детскими заботами и проблемами, но в то же время оказавшаяся способной на ПОСТУПОК ради близкого друга, коим она считала Димку. Все чувства и переживания своей героини переданы очень естественно, без малейшего пафоса и переигрывания. Слабость и силу этого ребенка ощущаешь отчетливо, и в противоречие между собой они абсолютно не вступают. И в этом большая заслуга Кристины. По моему сугубо личному мнению, таких глубоких и прочувствованных, прожитых ролей она больше не сыграла.

    Роль же деда Лены, Николая Николаевича Бессольцева, я считаю одной из лучших драматических ролей Юрия Никулина. Навскидку могу припомнить разве что еще фильм «Когда деревья были большими», но и все.

    Хороши в «Чучеле» и все без исключения детские роли — от главных до эпизодических. Особо хочется выделить Дмитрия Егорова (Сомов) и Ксению Филиппову (Миронова — Железная Кнопка).

    Не могу не отметить и музыку Софьи Губайдуллиной, подчеркивающей и обостряющей настроение каждого эпизода.

    Ну и конечно, огромное спасибо режиссеру Ролану Быкову. Тяжело ему дался этот фильм и стоил дорого /в моральном плане/. Но вышло действительно очень хорошее и глубокое кино.

    Моя оценка фильму

    10 из 10

    15 сентября 2010 | 01:38

    Несомненно, фильм «Чучело» можно смело считать шедевром советского кинематорграфа. Во многом из-за того, что тема детской жестокости, увы, актуальна и в наши дни.

    Зачастую дети бывают бывают ещё более жестокими, чем взрослые. Ведь если взрослые люди, как правило, просто не разговаривают с неугодными лицами, то дети прибегают к бесчеловечным способам: травле, унижениям, задираниям, издевательствам. И очень важно в такой среде сохранить искренность и неиспорченность, как это сделала Лена Бессольцева.

    Режиссёр картины Ролан Быков как нельзя лучше и правдивее передал ту атмосферу жестокости и борьбы за справедливость. Тему школьного неравенства поднимали многие современные режиссёры, но если фильмы Германики вызывают лишь отвращение, а после ленты «Класс» не чувствуешь ничего, кроме неприятного осадка и ощущения безнадёжности, то после просмотра «Чучела» ощущаешь своего рода возвышение души и некое просветление, тем более травившие Лену дети всё-таки раскаялись в содеянном.

    Поэтому этот фильм стоит смотреть всем школьникам без исключения. И в первую очередь — «деткам из клетки», чтобы они посмотрели на себя со стороны и поняли, как не надо вести себя по отношению к окружающим во избежание второго по суровости после Кары Небесной наказания — угрызений собственной совести.

    10 из 10

    15 октября 2011 | 13:18

    Несомненно школа занимает в нашей жизни важное место. Здесь познаются первые неудачи и разочарования, закладываются основы дружбы и любви. Многие считают, что кола — это оплот беззаботности, детства, доброты и мира. Но это не так.

    В этом фильме показана обратная сторона школьной жизни. Дети не всегда могут быть милыми ангелочками, порой они бывают очень жестокими. Дети, пытаясь казаться взрослыми, подражают им во всем, а также берут пример с окружающих их людей, которые являются для них авторитетом. Каждый класс — это модель общества. Герои, ученики шестого класса, это наглядно демонстрируют, у каждого своя роль и актеры справились великолепно. Они живут своими своими персонажами, ни грамма фальши, предельно откровенно, на разрыв.

    Лена Бессольцева, в великолепнейшем исполнении Кристины Орбакайте, в начале фильма доверчивая и немного странноватая девочка, новенькая в классе. Пытается всем угодить и понравиться, но потом происходит перелом в душе девочки. Она переродилась, обрела мужество и стокойсть, она окончательно сформировалась как личность, но заплатив при этом высокую цену.

    Дедушка Лены — Юрий Никулин великий актер. Его герой оценивает события со стороны, никого не осуждая и не оправдывая, он любит и оберегает свою внучку, вносит в гнетущую атмосферу чуточку тепла и защищенности.

    «Железная кнопка» — пользуется авторитетом в классе, девочка-лидер, имеет принципы, которые не меняет. Но эта принципиальность убила в девочке милосердие и сочувствие, лишила права на ошибку. Не разглядев серого между черным и белым, она в конце сломалась.

    Шмакова — одна из самых красивых девочек в классе, живет по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю». Много ли таких Шмаковых вокруг нас, которые все видят, все знают и молча наблюдают?

    Сомов — с первого взгляда кажется, что это настоящий лидер, умный, смелый, находчивый. А был всегда трусом, потеряв себя, чтобы угодить одноклассникам.

    Данный фильм стоит смотреть абсолютно всем: и детям, и взрослым, потому что, как уже говорилось ранее, класс — это общество в миниатюре. В любом сообществе преследуют и ненавидят только за то, что не похож на других, мыслишь, одеваешься и живешь иначе. Это фильм показывает как обманчива внешность, что за благополучным фасадом, скрываются трусость, безразличие, жестокость. Лена Бессольцева сорвала со всех маски, и дети увидели себя. Слезы на их глазах немного очистили их души и дали надежду на изменения.

    Браво актерам, браво Ролану Быкову!

    «… из числа человеческих пороков один из самых страшных трусость.» М. А. Булгаков.

    10 из 10

    15 апреля 2013 | 23:14

    Стыдно сказать, давеча едва ли не в первый раз толком получилось это кино посмотреть. Книжку тоже в школе прочитать не удосужился. В общем, премьера в чистом виде. Больше того. Я почему-то наивно полагал, что это произведение (здесь и далее — уже о фильме) о подростковой жестокости. Ну, то бишь, достаточно узконаправленная по своему содержанию работа. «Признаю свою ошибку!»

    Я бы выделил три основные темы: глупость, ложь и только затем жестокость. Причем именно в такой последовательности.

    Глупость. Разумеется, главной героини. Конечно, кто-то назовет это трогательной наивностью, но мне так не кажется. Можно что-то не так понять вначале, кого-то недооценить или, напротив, ошибочно причислить к лику святых, но усердствовать в своем заблуждении… Непростительно. Впрочем, дело не столько в отношении к конкретному человеку — тут можно погрязнуть в бесконечном споре о торжестве чувств/эмоций над разумом и пр. Меня куда больше заинтересовала непродуманность действий, слов, в первую очередь. Потому что, как известно, «назвался груздём — полезай в кузов» — ничего личного — «машинка сама работает». Это обстоятельство явно не было учтено. Назовёте это простодушием? Не соглашусь. Красивые жесты, порой, стоят очень дорого — нельзя об этом забывать.

    Ложь. Подлость как ее особая разновидность. Понятно, я думаю, о ком идет речь в первую очередь. Но! Меня на самом деле заинтересовал не только и не столько сам факт трусости и предательства — тут всё более-менее ясно, сколько сама суть вопроса, явившегося яблоком раздора. Вспомните «Розыгрыш»: «Люди, для которых чувство правды — естественное чувство, в тот момент, когда Вы решили объединиться для лжи, стали для Вас чуть ли не врагами?!» Вопрос стоит ребром! И это при том, что «нарушение» гораздо менее тяжкое. А здесь: мать одной из школьниц — казалось бы, взрослый человек — сама (!) обвиняет одноклассницу дочери в предательстве! Только за то, что та сказала (якобы) учителю правду! Фантастика! К чему призыв? К стадности даже в ущерб справедливости?! Вопиющая безнравственность. Идеальная среда для «приживания» молодых ростков.

    Жестокость. Увы, всё не так просто. Это не бессмысленная беспричинная травля «не такого, как все». А мне, кстати, казалось, что именно в этом будет суть картины. Куда там! Это осознанное преследование человека, бросившего вызов коллективу. Стало быть, защитная реакция. С одной стороны. С другой же, налицо дикость происходящего. Проблема — в причине. Не в том, что объектом «общественного порицания» становится безвинный человек, это, как я уже отметил, добровольное самопожертвование посредством введения «системы» в заблуждение. А в том, что другая система — система ценностей, положенная в основу принятого решения («Самый жестокий бойкот!»), испорчена изначально. И, честно говоря, меня этот факт волнует куда больше, чем формы, которые принимают применяемые санкции.

    Хорошее кино. Неоднозначное. Первая тема серьезно противостоит двум другим. А это признак класса. Картины как произведения искусства. Я ценю.

    9 из 10

    8 февраля 2010 | 14:48

    Дети — милые, безобидные маленькие человечки, самый вид которых побуждает всякого индивидуума с более-менее развитым родительским инстинктом окружить заботой и любовью обладателя наивно-радостных искрящихся глазок. Такое представление о детях часто эксплуатируют сценаристы, чтобы раскрыть характер героев — если персонаж хороший, значит, он детей любит и защищает их, если не очень — значит, обижает и притесняет. Но некоторые сценаристы и режиссеры предпочитают отбросить стереотипы и попытаться показать жизнь и детей в ней как есть, а не как хотелось бы. 

    Самый, пожалуй, известный советский фильм о том, что у детей бывают недетские проблемы, которые они решают недетскими способами — «Чучело» знаменитого режиссера Ролана Быкова.

    …В маленький городок к своему деду приезжает девочка Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте). Дед (Юрий Никулин) слывет личностью странной, поскольку коллекционирование картин настолько затмевает ему белый свет, что даже починить пальто ему недосуг. Руководствуясь принципом «яблочко от яблони», в школе Лену сразу принимают в штыки — а она, пытаясь подружиться с одноклассниками, на все тычки отвечает милыми улыбками. Только вот эффект получается противоположный: безответную девочку крестят «Чучелом» и при каждом удобном случае пытаются унизить. Единственный человек, которому Лена симпатична — Дима Сомов (Дмитрий Егоров), но и он при первом же испытании их дружбы пасует и предает ее…

    «Чучело», вышедшее в 1983 году, стало своего рода прорывом в советском кино о подростках. Шестиклассники, описанные сначала в повести Владимира Железникова, а затем в одноименной картине, — обычные советские пионеры с красными галстуками, «Ленин жил, жив, будет жить» и так далее. По идее, это должны быть добрые, чуть наивные, честные и храбрые дети, умеющие дружить — Тимур и его команда, в общем. Может быть, писатель Железников и питал какие-то иллюзии на этот счет, но они развеялись после случая, произошедшего с его собственной внучкой — девочка взяла на себя чужую вину, в результате чего класс устроил ей «сладкую жизнь». После этого и появилась повесть о шестикласснице Лене, которая попала в сходную ситуацию и столкнулась с непониманием, издевательствами, предательством близкого человека. В картине Быкова есть даже сцена, когда ребята нападают на Лену и избивают ее (в повести, этого эпизода не было).

    Жизненности фильму добавляют его персонажи — одноклассники Лены и их родители. Вспомните свой класс — наверняка в нем тоже были ребята вроде всеми гонимой Лены (первая роль Орбакайте), умной и жесткой «Железной Кнопки» (Ксения Филиппова), признанной красотки Шмаковой (Анна Толмачёва), ее поклонника Попова (Максим Чмель). И на протяжении всего фильма эти детки гоняют Лену и всячески измываются над ней — кто-то ради забавы, кто-то из стадного чувства. Апофеозом страданий девочки становится эпизод, когда ее одноклассники сжигают чучело, изображающее Лену. Это становится последней каплей, и Лена вместе с дедом, бросившим ради внучки свои картины, уезжает из города. Последняя сцена: ребята пишут на доске «Чучело, прости нас!» — но, как это часто бывает, извинения порядком запоздали.

    Фильм Ролана Быкова бескомпромиссно и жестко (для того времени, разумеется) изобразил «реальных» детей, за что был потрепан критиками — мол, эта картина позорит советскую пионерию. Но что позорного в том, чтобы показать ситуацию такой, какая она есть? «Я поняла, что нельзя бежать, когда тебя гонят. Нельзя бежать никогда!» — нормально, что такие слова говорит маленькая девочка? Дети бывают жестоки к друг другу, и эта жестокость может быть гораздо страшнее взрослой — вот что хотели сказать Железников и Быков. И, кстати, известная фраза «Мы — звери. Нас в зверинце за деньги показывать надо» родом именно из «Чучела».

    21 октября 2013 | 17:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>