всё о любом фильме:

Шоу Трумана

The Truman Show
год
страна
слоган«Он в прямом эфире и даже не подозревает...»
режиссерПитер Уир
сценарийЭндрю Никкол
продюсерЭдвард С. Фельдман, Эндрю Никкол, Скотт Рудин, ...
операторПитер Бижу
композиторБуркхард фон Далльвиц
художникДеннис Гасснер, Ричард Л. Джонсон, Мэрлин Мэтьюз, ...
монтажУильям М. Андерсон, Ли Смит
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  26.8 млн,    Великобритания  2.54 млн,    Германия  2.53 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время103 мин. / 01:43
Номинации (3):
Представьте себе, что вы вдруг начинаете понимать, что все вокруг вас — декорации, а люди — актеры, притворяющиеся теми, кем они вам кажутся. Весь ваш мир оказывается большим телесериалом, где вы исполняете главную роль, даже не подозревая об этом. Вся ваша жизнь — результат работы автора телешоу, которое вот уже тридцать лет смотрит вся планета, начиная с момента вашего рождения.

В такой ситуации оказался Труман, главный герой картины. Будет ли он продолжать жить в безопасном мире, где, как он теперь знает, у него практически нет свободы выбора, или все-таки выйдет из «игры» и станет сам хозяином своей судьбы, в которой его ждет не запланированная сценарием девушка?
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (648 940)
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
117 + 7 = 124
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Яхта Трумана в конце фильма называется «Санта Мария». Точно так же назывался флагманский корабль Христофора Колумба в его первой экспедиции в сторону Америки.
    • Планировалось, что режиссером фильма станет сценарист Эндрю Никкол. Однако из-за того, что он запросил слишком много денег, руководство студии решило найти другого режиссера. Среди кандидатов были Брайан де Пальма, Тим Бёртон, Терри Гиллиам, Барри Зонненфельд и даже Стивен Спилберг.
    • Джим Керри в рамках работы над данной картиной хотел доказать всем, что умеет играть не только придурков, но и весьма серьезные драматические роли. Именно по этой причине на съемочной площадке было запрещено кому бы то ни было произносить фразы и реплики из предыдущих «глупых» картин Джима.
    • На роль Кристофа уже был выбран Деннис Хоппер, однако буквально после первого съемочного дня был вынужден покинуть проект. Спешно призванный на замену Эд Харрис не только мастерски справился со своей ролью, но еще и получил приз «Золотой Глобус» за лучшую мужскую роль второго плана, и номинацию на Оскар в этой же категории.
    • Гарри Ширер сыграл роль Майка Майклсона, ведущего ТВ-шоу. В весьма похожей картине «Эд из телевизора», повествующей о создании телеканала, по которому 24 часа в сутки можно наблюдать за жизнью человека по имени Эд, он сыграл аналогичную роль.
    • Режиссер картины Питер Уир решил поставить свое детище в формате 1,66:1, приближая картинку к телевизионному формату.
    • Для полной согласованности с режиссёрским замыслом Эндрю Никколу пришлось переписывать сценарий 16 раз.
    • Имя главного героя вероятно является своего рода аллюзией с сюжетом фильма и игрой слов, так как слог «tru-» созвучен с английским словом true — правда, «-man», в свою очередь, — человек.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Многие элементы сюжета были позаимствованы из новеллы Филиппа Дика 1957 года «Свихнувшееся время». В данном произведении речь идет о человеке из 1998 года, которого удерживают в изоляции, внушая ему, что сейчас на дворе 1957 год.
    • еще 6 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Труман говорит с Марлоном (продавцом, который наполняет автомат шоколадками), Марлон выложил две желтые упаковки, потом там оказалась одна коричневая, потом снова желтые, но на одну больше (три и четвертую доложил).

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Героя этой американской картины зовут Трумен Бёрбэнк. У наших зрителей могут возникнуть ассоциации, пожалуй, только с Гарри Труменом, президентом США, вошедшим в историю из-за того, что именно он отдал приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Однако для американцев, которые, кстати, с небывалым энтузиазмом откликнулись на ленту Питера Уира с участием популярного актёра Джима Кэрри, есть две подсказки, позволяющие сразу почувствовать скрытую иронию повествования. Truman — звучит почти так же, как True Man, то есть «настоящий человек», а фамилия Бёрбэнк вообще является кинематографической, поскольку именно в Бёрбэнке находятся несколько голливудских киностудий. Таким образом, в имени и фамилии главного персонажа уже заложен парадокс, который становится определяющим и для всего фильма «Шоу Трумена» — настоящее соседствует с киношным, подлинность сочетается с выдуманностью. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3646 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Пусть мир, в котором он обитает в каком-то смысле искусственен. Сам Труман искренен до мозга костей.»

    Гениальный фильм, поразивший меня до глубины души!

    Однажды, мне приснился сон, который очень напомнил «Шоу Трумана», но главным героем в нем была я… Это было еще задолго до просмотра данного фильма. Наверняка каждый хоть раз задумывался над фальшивостью мира, окружающей действительности, людей, знакомых и не знакомых, которые лишь играют строго отведенные для них роли, проживают жизнь циклически, из года в год.

    Что должен делать уважающий себя человек: получить хорошее образование, найти престижную работу, создать семью, завести детей, воспитать их… А уж у них все будет аналогично, без отклонения в планах… в сценарии, в сценарии целой жизни, прописанном от плача новорожденного до последнего вздоха умирающего.

    Жить, и как бы там ни было радоваться жизни, каждому дню, и вдруг понять что это все ложь. Вся твоя жизнь ложь и фальсификация! Вся твоя жизнь лишь шоу, за которым наблюдает весь мир, потому что ему просто скучно.

    Однажды главному герою придется узнать это. Попытаться выбраться и… не упустить последнюю ниточку, связывающую его с реальным миром. Ниточку, которой является девушка… Единственная кто верит в него и ждет.

    Гениальный Джим Керри+ интересный сюжет=удивительная кинокартина

    10 из 10

    15 января 2011 | 12:36

    Удивляюсь как же я этот фильм не посмотрел раньше. В детстве и даже в старших классах, не подозревая о существовании данного фильма, я тоже сам бывало фантазировал, что у меня дома и везде где я есть камеры. И мою жизнь показывают как сериал, каждый день по одной серии. И радовался когда что-то интересное происходило, мол, вот есть на что посмотреть. Но в следующею же минуту смеялся на собой понимая всю абсурдность моих мыслей… Но вот видимо не только меня посещали такие мысли, кто-то еще думал об этом и решил сделать фильм, который вызвал во мне лишь положительные эмоции. Оригинальная(на тот момент) идея и хорошее исполнение. Джим Керри нам показал (и потом еще покажет),что он не просто комик, а настоящий актер. Где играет Джим Керри, там он главная звезда фильма, невозможно его оттеснить на второй план. У меня мурашки пробежали по коже когда он сидя в своем паруснике достал «фотографию» Сильвии, вот куда он стремился, к свободе и любви. Наблюдая за фильмом я размышлял:А можно ли такое проделать в реальном мире, тем более в наше время по сравнению с 1998 годом больше технологический возможностей для такого шоу. Затрудняюсь ответить. могу сказать лишь то что фильм действительно заслуживает высокой оценки, за оригинальный сюжет, за хорошую игру актеров и постановку режиссера. Но все-таки чего-то этому фильму не хватило, чтобы стать культовым

    10 из 10

    5 июня 2011 | 17:22

    Довольно интересный, местами задевает чувствительные струны внутри, но вряд ли буду пересматривать.

    Моменты, которые запомнились.

    1. Сон Трумана и то с какой нежностью Кристоф погладил его изображение на зеленом экране.

    2. Момент, когда луна резко превратилась в огромный фонарь.

    3. Табличка «Exit» на облачных декорациях.

    4. Финальная сцена, когда два молодца уже через пару секунд отправляются в безбрежные просторы телевидения в поисках новой телепередачи.

    На самом деле в этом фильме мое внимание привлек не столько и не столько главный герой, сколько создатель и творец «шоу длиною в жизнь» — Кристоф. На мой взгляд очень интересный персонаж, разгадать которого, лично мне, было бы куда приятнее.

    Думаю, что это человек, желающий быть Богом и в некотором смысле добившийся своего. На мой взгляд, подобное желание вызвано внутренней слабостью, неудовлетворенностью, прошлым негативным опытом. Мне кажется он искренне любит Трумана, он привязан к нему, как к родному ребенку и, как большинство родителей, его злит и напрягает тот факт, что «ребенок» желает быть самостоятельным и принимать собственные решения.

    Не понятно, что преобладает в Кристофе: желание сделать хотя бы одного человека счастливым или заработать на гениальной идее и удовлетворить собственное желание безгранично обладать кем-то. По-видимому его самого раздражает, что собственная жизнь ему неподвластна, что не все складывается так, как хочется ему. И в определенный момент все сходится в одной точке, в голову приходит шальная мысль: «Почему бы не создать идеальный мир и идеальную жизнь хоть для кого-то?». В довесок он понимает, что на этом можно сделать неплохие деньги. И вот все закрутилось. Найден, еще даже не человек, зародыш, которому суждено стать тем самым избранным счастливцем. Наверное, по-началу все идет хорошо: сценарий пишется, Труман, сам того не осознавая, выполняет все идеально. Но интересна все-таки человеческая натура, которой невозможно угодить, а кроме того в которой невозможно полностью погасить стремление к свободе.

    Нас намеренно забрасывают в середину повествования, где мы встречаем не пассивного Трумана, живущего, чувствующего автоматически, а человека, способного мечтать, стремящегося, не совсем осознано, вырваться прочь из этого пусть и идеально созданного, подогнанного под него мира.

    Страшно от того, что идеальная, стандартная жизнь способна притуплять искренние стремления, эмоции человека. Но она редко способна поработить его полностью. Достаточно кого-то или чего-то, мимолетной случайности, чтобы человек выпал из образа и сюжета. В данном случае таким катализатором послужила симпатия (чувства?) к Сильвии. Против подлинного притяжения к кому-то или чему-то не попрешь. Не поможет ни один сценарий, даже самый идеально подобранный человек будет казаться карикатурой. Не встреть он ее, появилось бы зерно мятежа в его голове? Хотя возможно роль встречи с Сильвией мною слегка преувеличена.

    В таком случае главной мыслью является именно подсознательная тяга человека к свободе. Однако не стоит забывать, что решение уйти за декорации было правильным именно в его конкретном случае. Проблема в том, что Труман изначально был помещен в тепличные условия. Он никогда бы не смог оценить свою жизнь объективно и в полной мере понять, что именно ему было навязано. Это человек из другой Вселенной, прямо противоположной нашей. Вселенной, где все делалось для него. Скорее всего он редко испытывал подлинные страдания, которые так или иначе выпадают на долю людей из реального мира. Наверное, многие из реальности отдали бы многое за то, чтобы им придумали идеальную жизнь, при условии конечно, что они сами примут участие в написании сценария. В случае же Трумана, он изначально был лишен права выбора, что и послужило началом кризиса и основанием его решением уйти в реальный мир. Меня это порадовало, хотелось бы верить, что человек, прошедший через подобное, смог бы наладить жизнь. Хотелось бы, но получается с трудом.

    Мне кажется, что главная мысль здесь такова: кто-то всегда решает за нас и только наше собственное упрямство и упорство являются залогом, что рано или поздно у нас появится шанс сбежать в свою собственную жизнь.

    Отношения Трумана и Кристофа — это отношения родителей и детей, и в целом человека и Бога, судьбы, провидения, если угодно. В общем, чего-то такого, с чем мы, люди, привыкли связывать сюжет собственной жизни. С одной стороны можно думать, что все решено за тебя, что иного пути нет, но… Вот был человек, который не знал, что его жизнь это сценарий, которому было дано все для счастья. Однако же идеал его не устроил. Он предпочел шагнуть во мрак, в неизвестность из светлых, облачных декораций. И что замечательно, те кто следили за его жизнью были рады, что ему все-таки удалось уйти. Это вновь возвращает к мысли, что главная ценность в жизни человека — это возможность свободно решать и выбирать каким путем пойти и какое именно «счастье» ему нужно. И никто, в том числе абстрактный «Создатель» не в силах этого изменить.

    17 октября 2015 | 07:47

    Так что же из себя по сути представляет «Шоу Трумана» и какую роль в этом принимает главный актёр и почему же всё-таки шоу, немало вопросов возникает на протяжении первой половины фильма. Но в определённый момент когда уже Труман станет вам напоминать стандартного городского рабочего, в меру веселого человека у которого вроде бы всё складывается и идёт по накатанной, возникнут вопросы так всё-таки почему?

    Труман хороший пример простого человека из этакой Серой Массы у которого есть мечта, и достижение цели с невероятным удовольствием приятно наблюдать.

    Джимм как всегда прелестно изображает мимикой то что не объяснить словами. Фильм следует смотреть, смотреть и еще раз смотреть, просто по тому что он не подходит ни под одну стандартизированную мораль.

    И хотелось бы добавить на случай если не свидимся, добрый день, добрый вечер, доброй ночи господа)

    1 февраля 2010 | 21:46

    Посмотрев около полугода назад фильм «В диких условиях» я получил для себя совершенно новый канон жанра драма. Это было кино настолько сильного воздействия, что хотелось хоть что-нибудь изменить в себе, стать хоть самую малость лучше. Абсолютно каждый мог найти там сходство с главным героем. И это было великолепно, притягательно и трогательно. А теперь вот «The Truman Show» и у меня опять те же чувства.

    10909 день в эфире.

    «Шоу Трумана» — это всё ложь, враньё и обман. Это фальшивое солнце, море, погода, люди, одним словом — абсолютно всё вокруг. Искусственный, но идеальный мир, пусть и ограниченный пределами города-острова. И в этой ужасной для любого здравомыслящего человека вертится один настоящий человек. Какого ему? А никак. Серая, рутинная жизнь, иногда разбавленная мелочными людскими радостями. Он не знает другой жизни. Он давно хочет уехать на Фиджи, но всё ещё здесь. Он живёт в том месте, где всё знает. Гораздо проще смирится с тем, что проще, чем искать новое, но более сложное. Он — Труман.

    Он человек? Или звезда грандиозного шоу?
    Он живёт? Или просто идёт по прописанному сценарию?
    Он свободен? Или живёт в клетке?


    И за всем этим постоянно наблюдает огромная масса людей. И все они смотрят на Трумана 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Лишь один человек, персонаж Наташи МакЭлхоун на протяжении всего фильма искренне верит в его, вселяя надежду на лучшее.

    А остальные… Можно ли сказать, что они любят его? Навряд ли. Что же народ так увлекает? Они лишь видят Трумана в себе и просто влекутся за зрелищем, уж такова наша природа. Люди, между прочим, существа странные. Увлечение на грани с фанатизмом. Никогда за собой такого не замечали? Никогда не увлекались настолько, что забывали порой о вещах гораздо более важных?

    И за все эти ниточки дергает большая, алчная машина, которая движима рейтингами и прибылью. Она эксплуатирует человека, делая из жизни деньги. Опять эти деньги… Неужели без них никуда на планете Земля?

    Джим Керри и ещё раз Джим Керри. Его лучшая роль. Пусть и не в традиционном для него жанре. Персонаж настолько яркий, что весь фильм переживаешь на одном дыхании с ним. Неприятно смотреть на его попытки вырваться из маленького городка, зная, что всё тщетно. Радуешься, когда он уходит в чёрный проход за нарисованными небесами…

    Много ещё деталей заслуживают восторженных слов. Это и актёрская игра других актёров; режиссура, сплетённая из жизни Трумана и остального мира; интересные съемки как бы из объектива камеры; восхитительно красивая финальная сцена. Но главное — это идея.

    - Кто вы?
    - Я создатель телевизионного шоу, дающего надежду, радость и вдохновение миллионам.
    - Тогда кто я?


    Я не смог затронуть всё, но это тот фильм, который как раз и оставляет почву для многих рассуждений. Архитектор Антонио Гуади сказад: «Истинный шедевр должен быть незаконченным». И пусть каждый сам додумает оставшуюся часть.

    Что там по другим каналам? Где программа?

    10 из 10

    30 июля 2008 | 03:29

    Он шоу — звезда, но даже не догадывается об этом. Джим Кэрри снова восхищает критиков и публику, так же как и его герой — чудаковатый Труман Бербэнк — в этой восхитительной трагикомедии режиссера Питера Уира ("Берег москитов», «Общество мертвых поэтов», «Хозяин морей: на краю земли») о человеке, жизнь которого оказывается настоящим нон-стоп ТВ-шоу.

    Труман не знает, что его город на самом деле не что иное, как гигантская студия, построенная таинственным продюсером и режиссером Кристофом (Эд Харрис), что живущие и работающие в городе люди — это голливудские актеры, и даже его глупышка-жена — актриса по контракту. Постепенно к Труману приходит прозрение.

    Как он использует свое открытие — это история, над которой вы будете плакать и смеяться, как никогда в жизни…

    10 из 10

    24 января 2009 | 16:01

    Налицо хороший актерский состав, хорошая игра, красивые декорации. Фильм не растянут и не запутан, и я досмотрел его до конца, он не разочаровал меня трагической концовкой. Но мне этот фильм не понравился. По моему мнению, это даже не фильм. Сейчас объясню почему.

    Казалось бы, создатель фильма хочет поставить зрителя перед проблемой такого явления как «reality-show». Не буду долго говорить о регрессе телевидения, которое уверенно эксплуатирует темы насилия, аморальности, эротики. С развитием большого количества СМИ это делается для того, чтобы удержать зрителя. Но создатели подобных телепередач не понимают, что среди этих зрителей почти нет ценителей подлинного искусства, которые, возможно за деньги, предпочтут более качественный материал, либо просто не будут смотреть низкопробный.

    Но не это хочу я донести до читателя. И я воспользуюсь медицинской наукой чтобы отстоять свою точку зрения. Дело в том, что такие элементы как заговоры, слежение, камеры, спутники, уверенность человека (причем не императора или президента, а вполне обычного), что все люди играют некую роль, лживы и неестественны — не оригинальная идея гениального автора, а такие обыденные в психиатрической практике вещи, как: паранойя (слежение, заговоры, камеры, микрофоны), сверхценная идея (уехать во что бы то не стало на Фиджи), бред воздействия (невидимая сила, директор Шоу Трумана, которая руководит всем происходящим). Не так важно, что Труман все же был участником шоу, я говорю о картине вцелом. Я не отрицаю, что возможно это от начала до конца вымысел автора фильма, другого автора, пусть даже идея для создания фильма была почерпнута из древних рукописей. Но факты налицо. Я не пытаюсь раскритиковать жанр «фантастика» как таковой, я говорю только об этой картине. Здесь нет ни сказочных миров, прекрасных созданий или жизни в будущем, о которой человек может только мечтать. Это всего лишь история болезни, причем типичная и тривиальная. Я считаю, что фильм будет малоинтересен для тех, кто имеет некоторые, пусть даже не специальные, знания в области медицины. Для себя я хотел отметить помимо визуализированных симптомов заболевания какое-либо творчество, тщетно. Творчество выражается в форме, но отнюдь не в содержании этого кинофильма.

    6 из 10

    29 августа 2013 | 19:44

    «Каждый видит то, что видит. И это принимает за реальность, забывая о том, что возможности нашего бедного восприятия ограничивают восприятия реальности: очевидность не есть реальность. Реальность неизмеримо шире и глубже…»

    Вот что вспомнилось мне после просмотра «Шоу Трумана». Вспомнилось, прямо скажем, не сразу. Ибо давно в моей голове не теснилось такого количества мыслей, порожденных впечатлением от фильма. Конечно, до меня тут уже высказалось много киноманов. Высказалось качественно, верно и основательно, поэтому повторяться не хотелось бы. Короче…

    Картина действительно непростая. Как любое хорошее произведение (будь то литература или кинематограф) оно имеет внешний слой и смысловое наполнение, смысловую нагрузку. Оригинальный сюжет, который можно назвать формой, несет в себе базовые философские идеи и представления о мире, месте человека в этом мире, его предназначении, отношениях с Богом, соотношения реальности видимой и истинной и прочее, прочее. К сожалению, столкнулась с людьми, которым подоплеку выявить не удалось. «Бедный дядя! Как же это так можно — жить под прицелом телекамер и никогда не иметь возможности выйти за пределы того мира, в котором живешь?! Это просто ужасно! Бедный Труман!»

    Мне вдруг стало любопытно: а задумались ли они хотя бы на мгновение о том, что ЖАЛЕЮТ САМИХ СЕБЯ? Читаем вновь:

    «Бедные мы, бедные! Как же это так можно — жить однообразной и пресной жизнью, боясь бросить ей вызов и хоть раз поступиться лже-ценностями, которое навязало вездесущее общество? Это просто ужасно!..» Одним словом, Труман — это удачная кинокопия всех нас вместе взятых, а его искусственный мирок — повторение наших персональных микро-миров, реалити-шоу же — это скопление микро-миров в один большой мир.

    В финальной сцене прослеживается совершенно ясная аллегория отношений Создателя и «маленького человека», действующего по одному только желанию Всевышнего. Однако этот вовсе не тот Бог, которого преподносят нам многие религиозные учения, хотя и кажется на первый взгляд, что действует он будто бы из эгоистических соображений и просто-напросто забавляется со своей любимой игрушкой. Бог, несмотря на свою власть, всегда предоставляет нам Свободу Выбора. И тут же вспоминается безымянный герой Х. Мураками в романе «Охота на овец», который все-таки понял, что нет смысла звонить Богу по телефону и задавать вопросы, когда все зависит лишь от нас самих.

    Невзирая на кажущуюся беспросветность ситуации, герой находит решение проблемы. Именно поэтому чувствуешь некое облегчение — не все так плохо. Если приложишь немного усилий, проявишь рвение и покажешь свою любовь к жизни, то непременно доплывешь до самого края, где вода будет ниже щиколотки, а вверх по ступеням — дверь с волнующей надписью EXIT…

    И в заключение несколько слов об исполнителе главной роли. Могу сказать только одно: после этого фильма я окончательно убедилась в гении и уникальности Джима Керри. Он — настоящий актер: в этих грустных глазах словно есть частичка его собственной жизни, и не заплакать, а потом и радостно улыбнуться вместе с ним невозможно.

    10 из 10

    7 апреля 2009 | 18:49

    Вы не увидите здесь медведей на велосипедах. И клоунов здесь нет. Есть только Труман, который живёт в телевизоре. В его мире нет ни следа жестокости, слёз и цинизма. Вы можете сочувствовать ему или завидовать. Плакать или смеяться. Это шоу навсегда застынет в Вашей памяти.

    Я никогда не слышал о Питере Уире, но, посмотрев «Шоу Трумана», понял, что этот человек носит на плечах золотую голову, идея фильма действительно гениальна. Превосходные актёры, блестящее действие, концовка, которая поселит тёплую надежду в ваши сердца.

    Джим Керри — яркая звёздочка на фоне синего неба. Любой его фильм достоен просмотра. Сыграв Трумана, он доказал всему миру, что его талант не имеет границ. Он вложил в роль себя, свою душу. С его героем хочется познакомиться, подружиться, помочь. Хочется ворваться в экран и закричать: «Труман! Давай помогу перейти мост! Возражения не принимаются!». Джим гениален в любом жанре, просто дайте ему простор.

    Хотя, зачем рассказывать Вам о таком замечательном фильме! Посмотрите и убедитесь, что в моей рецензии нет ни капли лжи!

    10 из 10

    Браво!

    28 августа 2009 | 23:37

    «Мне кажется, что весь мир вращается вокруг меня…» «Не слишком ли это смело, Труман? Надеюсь у тебя не мания величия?»

    Все гениальное просто. Об этой уже давно затертой истине, к сожалению, забывают многие режиссеры и сценаристы, приступая к созданию фильмов, охватывающих какие-либо глобальные проблемы человеческого бытия. А вот Питер Уир об этой аксиоме, судя по всему, помнит всегда, во всяком случае, многие его фильмы непременно ей соответствуют. В случае с фильмом «Шоу Трумана» режиссер также не подкачал. Не переборщив в деталях и хронометраже, одновременно избежав естественного соблазна придать вес картине за счет усложнения действия и абстрактных режиссерских приемов, Уир создал деликатное, выверенное, простое и умное кино про «настоящего» человека в (не-) реальном мире.

    Однако, при всей своей кажущейся простоте, по своему смысловому посылу и возможному восприятию, фильм «Шоу Трумана» многослоен. На микроуровне все происходящее на экране можно воспринимать, как попытку авторов ни много ни мало дать оценку современной масс-культуре, основу которой составляет неограниченное потребление всего и вся, творящееся под вечным древне-римским лозунгом: «Хлеба и зрелищ!». При этом хлеба, будьте добры, побольше, и обязательно с икрой, а зрелищ, непременно, подороже и понеобычнее. Вот и бедняга Труман, очутившись в центре грандиозного вселенского шоу, невольно стал тем самым бутербродом с икрой (как объект зарабатывания сотен людей) и одновременно невиданным ранее зрелищем — идеальным продуктом потребления для современного общества. А фраза, сказанная им во время ежедневного дуракаваляния перед зеркалом в ванне, вполне может стать прекрасным слоганом в рекламе этого продукта: «Если я умру, не дойдя до вершины — съешьте меня. И идите дальше. Вы сможете».

    На мезоуровне авторы фильма обозначают глобальную и не менее актуальную ныне проблему свободы личности. Как ни парадоксально, но возведение в абсолют и тиражирование современным Западным обществом ценностей «свободы человеческой личности», послужили толчком к появлению гораздо более изощренных форм её ограничителей. Отныне свободу личности ограничивают не столько стены тюрем и всевозможные запреты, сколько целенаправленный и непрерывный психико-психологический прессинг со стороны различных СМИ. Под воздействием этого прессинга человек добровольно и неосознанно становится рабом навязываемого ему образа жизни, вынужденно принимает спорные нормы и ценности. Усыновленный корпорацией Труман, как подопытный кролик, в ежедневном формате испытывает на себе все прелести подобного «промывания мозгов»: живет с нужной и правильной женой, ежедневно совершает правильные социально одобряемые поступки, косит лужайку правильной газонокосилкой, пьет правильное пиво, и боится моря… Потому что должен бояться. Потому что так задумано.

    На макроуровне восприятия фильм вещает уже о более сложном философском понятии, тесно переплетенном с религией — о «свободе воли». История Бёрбэнка Трумана приобретает вполне отчетливые признаки переосмысления библейской истории исхода первого человека из рая. Труман, в общем-то живущий в выхолощенном идеальном мире без преступлений и черноты (чем не рай в сравнении с современным миром?), чувствуя его иллюзорность, искусственность и стерильность, неосознанно стремится очутиться за его пределами. Протоптала дорожку к «древу познания» («древо познания» в христианстве символизирует собой приоритет Бога решать вместо человека и за человека, что такое добро и зло) все та же женщина — первая любовь «настоящего человека». Именно она под блеском звезд-софитов на берегу искусственной лужи, именуемой морем, заставила Трумана усомниться в реальности окружающего мира и послужила толчком к «грехопадению» героя. Осознав свою «наготу», Труман бежит… Прорвавшись через ниспосланные сверху ураганы, пожары и напасти, пройдя по воде (опять же косвенный отсыл к небезызвестным историческим событиям) до границ «рая», Труман получает верховную аудиенцию у «творца», в миру режиссера-постановщика вселенского шоу…

    Прелесть «Шоу Трумана» состоит в том, что на любом из обозначенных уровней восприятия он смотрится достаточно комфортно и просто, а это, учитывая сложность обозначаемых проблем, признак высочайшего качества и мастерства авторов фильма.

    Помимо смысловой канвы картины, хочется выделить еще одно немаловажное её достоинство — игру Джима Керри. Его ужимки и кривляния в предшествующих картинах, конечно, веселили, но я никогда их не считал проявлением незаурядного актерского таланта. В «Шоу Трумана» Керри другой. Это уже не комедиант, а настоящий драматический актер. Его эмоционально-сдержанная игра впечатляет. Круто.

    В заключение, немного о картинах, которые можно порекомендовать в качестве «углубления в материал». Без сомнения стоит посмотреть фильм «Эд из телевизора» (1999), вышедший годом позже «Шоу Трумана», и который часто называют его неудавшимся клоном. Хотя в нем и отсутствует характерная для «Трумана» многослойность в раскрытии заявленной проблематики (потому он несет гораздо меньшую смысловую нагрузку), фильм смотрится с интересом и однозначно заслуживает внимания. Считаю эту картину недооцененной зрителями Кинопоиска.

    Обязательно следует посмотреть фильм «Терминал» (2004), сценарий для которого написал Эндрю Никкол, также являющийся сценаристом «Шоу Трумана». Если, конечно, еще остались люди, которые его не смотрели. Никкол вновь возвращается к теме свободы личности, поместив нового героя Виктор Наворски, как и Трумана, в замкнутое пространство. Фильм шикарный.

    Ну и наконец, «Плезантвиль» (1998). Один из моих любимых фильмов. «Размышлизмы» на темы «грехопадения», состояния общественной морали, норм и ценностей современного мира, здесь будут в чем-то даже посильнее, чем в «Шоу Трумана». К тому же фильм невероятно красивый, хоть и преимущественно чёрно-белый.

    1 августа 2013 | 00:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Режиссер Эндрю Никкол, известный по фильмам «Гаттака», «Оружейный барон» и «Время», готовит психологический триллер с элементами фантастики. «Анонимный» (Anon) — так будет называться фильм — уже заручился поддержкой Клайва Оуэна, который сыграет главную роль. (...)
     
    все новости

    Интервью


    На экраны вышел научно-фантастический боевик Эндрю НикколаВремя“, в котором каждому человеку отведено всего 25 лет жизни и где валютой стали не деньги, а секунды и минуты. Создатель „Шоу Трумана“ и „Оружейного барона“ рассказал, как родилась идея фильма и почему на главную роль был выбран Джастин Тимберлэйк... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    По случаю выхода в российский прокат антиутопии Бена Уитли «Высотка» КиноПоиск вспомнил другие закрытые сообщества из фильмов — от гедонистического убежища в «Пляже» Дэнни Бойла до идеологического культа в «Таинственном лесу» М. Найта Шьямалана(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Интервью с художником-постановщиком «Агента 007: Координаты «Скайфолл» Деннисом Гасснером (...)
     
    все записи »

    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    190.Принцесса МононокеMononoke-hime8.120
    191.ЦиркThe Circus8.117
    192.Завтра была война8.114
    193.Гарри Поттер и философский каменьHarry Potter and the Sorcerer's Stone8.113
    194.СхваткаHeat8.113
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.ГенийGenius96.02%
    7.ДюнкеркDunkirk95.83%
    8.Призрак в доспехахGhost in the Shell95.63%
    9.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.59%
    10.Девушка в поездеThe Girl on the Train95.29%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Люди ИксX-Men98
    Эдди «Орел»Eddie the Eagle19
    СомнияBefore I Wake8
    Их первая ночьNuit #16
    В активном поискеHow to Be Single30
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Экипаж8.303
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение7.981
    Книга джунглейThe Jungle Book7.508
    Несносные ледиMother's Day7.055
    СомнияBefore I Wake6.714
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War05.05
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    премьеры