всё о любом фильме:

Живые и мертвые

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Столпер
сценарийАлександр Столпер, Константин Симонов
директор фильмаЛазарь Милькис
операторНиколай Олоновский
композитор-
художникСтален Волков, Жанна Ганевская
монтажЕкатерина Овсянникова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  41.5 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время201 мин. / 03:21
Журналиста Ивана Синцова известие о вероломном нападении нацистской Германии застает во время южного отпуска. Как фронтовой корреспондент он становится свидетелем тяжелых событий первых месяцев войны — многочисленных отступлений 1941 года.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по первой части одноименного романа Константина Симонова.
    • Устами героев фильма неоднократно упоминается тема репрессий военного командования перед Великой Отечественной войной. В частности герой Папанова упоминает, что был в тюрьме.
    • Во время съёмок ради удачного кадра была взорвана церковь XIII века в селе Батыево во Владимирской области.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 76 постов в Блогосфере>


    Военная драма режиссёра Александра Столпера снята по первой книге одноимённого романа-эпопеи писателя Константина Симонова — одному из ярчайших произведений о событиях первых дней Великой Отечественной Войны.

    Июнь 1941 года. Советские войска отступают под натиском фашистов. Главный герой фильма — армейский газетчик Иван Синцов (Кирилл Лавров) из редакции фронтовой газеты попадает на Западный фронт.

    Пропитанный идеологией оттепели, эта военная картина пытается развенчать другую идеологию — сталинизм.

    Синцов не смог бросить людей в лесу и увёл их в тыл, что стало причиной его конфликта с капитаном Ивановым (Олег Ефремов). И здесь можно понять всю обиду помощника командира танковой бригады на военачальников. Лучший экипаж в полку ни за грош на съедение немцам отдали…

    Другой герой фильма — комбриг Фёдор Фёдорович Серпилин (Анатолий Папанов) прошёл через тюрьму. Герой Гражданской войны хочет доказать своим примером, что со многими другими, оставшимися в тюрьмах и лагерях, произошла «нелепость». Обречённый на бой в окружении немцев, Серпилин не хочет отступать и даже думать об отступлении…

    Судьбы героев переплетаются в кромешном аду переправы, в прорыве окружения. Старший политрук Синцов на четвёртой неделе войны бегает как заяц и не знает, о чём писать. За эти дни он видел столько, сколько не видел за всю жизнь. «Не забуду до смертного часа…», — это слова командира полка Серпилина. Нет предсмертного ужаса. Есть лишь тоска, что уже никогда не узнаешь, как всё будет дальше…

    «На моей фамилии вся Россия держится», — говорит герой Олега Ефремова. Платя смертью за смерть, солдатскими руками Ивановых и других война поделила всех без разбора на живых и мёртвых. Вот такая «нелепость».

    Современному зрителю, возможно, будет скучно смотреть на все эти затянутые идеологические бравады героев-коммунистов. Кому-то они могут показаться устаревшими, наивными и банальными. Но они откровенные, вечные и доподлинно живые. В 60-е годы, когда следы войны были столь очевидны, а раны всё ещё ныли, этот фильм нёс в себе попытку ответа на вопросы, изрядно заретушированные советской лживой идеологией.

    Чем ещё интересна эта военная драма? В «Живых и мёртвых» снялась целая «краснознамённая дивизия» великих актёров. Кроме Лаврова, Папанова и Ефремова — Евгений Самойлов, Борис Чирков, Римма Маркова, Владимир Высоцкий и многие другие. Великий Михаил Ульянов в роли командующего армией Сергея Викторовича, Михаил Глузский в роли генерала Орлова, Олег Табаков в роли старшего лейтенанта, особиста Крутикова.

    В 1964 году фильм «Живые и мёртвые» был удостоен наград на Международных кинофестивалях в Карловых Варах и в Акапулько.

    На мой взгляд, этот фильм нужно посмотреть, чтобы сейчас, когда, к сожалению, следы войны стираются, а о ранах мы знаем лишь понаслышке, мы помнили и не лгали, в первую очередь, самим себе.

    23 июня 2009 | 12:45

    По сравнению с книгой, а тем более дневниками Константина Симонова фильм слабоват. Не хватает экранного времени для раскрытия характера героев, подробностей выхода из окружения. Актерская игра тоже могла бы быть получше. Но заслуга фильма в другом — это фильм честный.

    Фильм один из первых поднимает тему репрессий, которые в отношении среднего командного состава часто были необоснованны, фильм, как и книга, показывает и трусов на войне, и шкурников, и может быть обиженных советской властью, но оставшихся русскими людей.

    Ценность фильма в том, что он не лжет. Симонов писал, то, что видел, художественность лишь в собирательности образов и сюжетных поворотах, а не в фактах. Поэтому тут нет штампов 40-50-ых годов про фашистов, про «все как один», тут нет решающей роли Ставки — это, по сути, окопная правда. Симонов — предтеча «лейтенантской прозы» писателей-фронтовиков, которая появится позже. А фильм, снятый в разгаре «оттепели», предвосхитил последующие фильмы о войне, полюбившиеся зрителям — такие как в «Бой идут одни старики» (1973), «А зори здесь тихие» (1972), «Они сражались за Родину» (1975). Предвосхитил открытым разговором на темы войны, репрессий, причин поражений в 1941 году, стойкости обычных солдат, сволочей в погонах и испытаний народа.

    Да, фильм по современным меркам не совершенен, динамика боев показывается перекошенным кадром, немецкие танки (длинноствольные, с катками от Т-34) далеки от исторических реалий. Но это видим мы сегодняшние, образованные и придирчивые. А для своего времени фильм получился шикарным и правильным, да и сейчас он смотрится хорошо, без ощущения фальши и излишней наигранности.

    За правду

    10 из 10

    17 мая 2016 | 06:05

    Если проанализировать, с каких аспектов можно подойти к феномену войны в художественном произведении, то роман Констатина Симонова посвящен, пожалуй, самому интересному аспекту — психологии попавшего на фронт человека. Особенно это касается первой книги (картина Александра Столпера охватывает лишь ее), описывающей события первых месяцев войны: это уже потом полковая жизнь закалит и подомнет под себя личность, а в начале все еще «тепленькие», совсем-совсем человечные.

    Чувствуется, что Симонов побывал, как теперь говорят, инсайдером, и образы списаны с реальных людей, а протагонист Синцов вовсе автобиографичен. Имея в распоряжении занимательный сюжет и интересную личность в центре него, можно обойтись без плетения идеологических кружев и просто рассказать историю как-она-есть. Симонов этим и занимается, что, признаться, подкупает. Само заглавие — «Живые и мертвые» — определяет уровень художественного обобщения: Симонов пишет не о торжестве коммунизма над фашизмом, а о героическом подвиге миллионов людей — и этот пафос выглядит абсолютно уместным.

    Вообще заглавие вызывает стойкие ассоциации с «Войной и миром». Судя по всему, Симонову льстил статус «Толстого 20-го века», поскольку в его эпопее соблюдены все толстовские принципы. Она многофигурна и панорамна, что позволяет создать коллективный портрет воина. Нет, не просто воина, а защитника родины: затертое до дыр словосочетание «отечественная война», как и у Льва Николаевича, обретает в «Живых и мертвых» свой подлинный смысл. Вместе с тем, за количеством не теряется качество: каждый образ выверен и важен для развития сюжета, а будничные события находятся в живой связи с монументальными обобщениями. Пожалуй, стоит процитировать:

    «Он не знал и не мог еще знать в ту ночь полной цены всего уже совершенного людьми его полка. И, подобно ему и его подчиненным, полной цены своих дел еще не знали тысячи других людей, в тысячах других мест сражавшихся насмерть с незапланированным немцами упорством.»

    «То, что произошло в ту ночь на участке разведбата 17-й танковой бригады, заняло всего полстраницы во фронтовой оперсводке и даже не попало в сводку Информбюро, но самая высшая из всех доступных человеку радостей — радость людей, которые спасли других людей, была от этого ничуть не меньше.»



    Я не случайно привожу обширные куски текста первоисточника: в экранизации Столпера их педантично вычитывает закадровый голос. Режиссер мог себе это позволить: 200 минут хронометража, отданные только на первую треть романа, подробно и без сумбура воспроизводят большинство ключевых сцен. Так и надо было: ведь боев как таковых у Симонова нет, напряжение лежит в драматической плоскости. Надо сказать, что в плане поведения и отношений персонажей постановка Столпера приятно удивляет. Организация сцен и диалогов на высшем уровне, а эстетичное построение кадра передает поэтичность симоновского текста. Любопытно, что музыкальное сопровождение полностью отсутствует: сюжет льется, как новостная хроника. Актерам — безоговорочное «Верю!» Блестнули не только звезды (Папанов, Ефремов, Лавров) — Столпер от каждой эпизодической роли добился умелого поведения в кадре. Баланс между эмоциональностью и сдержанностью, лиричностью и суровостью выдержан великолепно. Ни грамма фальши — только живые, подлинные эмоции. Все тяжело и серьезно — как и подобает военной Драме с большой буквы.

    Подводя итоги: даже если чувство патриотизма вам не особо близко, а величайшее событие в истории русского народа вы воспринимаете будто из параллельной реальности, — даже и в этом случае потраченные на этот фильм 3 часа не станут потерянным временем.

    Железная

    9 из 10

    29 ноября 2011 | 05:17

    Любой фильм — это посыл. Если в кино нет идеи, то это просто видео ряд, картинки сменяющие друг друга под звук диалогов и музыки. В ленте «Живые и мёрвтые» (далее ЖиМ) столько всего, ведь по сути это собрание кратких рассказов о судьбах различных людей, но они пронизаны одной идеей. Но об этом позже.

    Начать хочется с замечательного актёрского состава. Молодые Лавров и Табаков, обаятельный Ефремов-старший, и многие другие замечательные актёры советского кино. Отдельного внимания заслуживает Величайший (не могу в данном случае писать с малой буквы) Анатолий Дмитриевич Папанов. Известный и полюбившийся мне ещё с детства по ролям в Бриллиантовой руке и 12 Стульях, в ЖиМ он предстал передо мной в совершенно ином амплуа. Его персонаж — эдакий гимн человеческому духу, незгибаемости и отваге. Я не очень люблю истории, где персонажи делятся на «хороших» и «плохих», но комбриг Серпилин для меня тут выступает однозначно положительным персонажем.

    С актёрами вроде бы разобрались, перейдём к персонажам. Тут у нас есть и «герои», и «подлецы», и «нейтральные», хотя как говорит главный герой Синцов: «Нечего тыкать другим в глаза свою злость, все мы сейчас на войне одинаковые: и злые — злые, и добрые — тоже злые! А кто не злой, тот или войны не видал, или думает, что немцы его пожалеют за его доброту.» Главное тут одно: все герои «живые». не приукрашенные, веришь каждому слову, каждому ударом кулаком по столу, каждому ругательству. Сопереживаешь одним и презираешь других уже с первых секунд знакомства с персонажами.

    Что до сюжета и постановки, то замечательную книгу Симонова «впихнуть» в трёхчасовой фильм действительно сложно, но Александру Столперу удалось передать и атмосферу, и характеры, и главную идею книги (по крайней мере то, что я в этом нашёл). иногда смена кадра кажется довольно резкой, но это предаёт фильму некую изюминку, зритель просто не успевает заскучать, глядя на одних и тех же персонажей — его тут же переносят в другую локацию. Несмотря на то, что фильм советский, он довольно критично описывает события 41-го года, а его персонажи по разному реагируют на происходящее: кто-то свято верит в в то, что «товарищ Сталин не знал, потому что его генералы ему не сказали», кто-то всё прекрасно понимает, что показательно описывается в одном из диалогов: «ведь не могли же не знать, но почему же бездействовали? — Сам всё знаешь не хуже меня, врать не стану, а правду сказать не имею права». Фильм, как по мне, качественно выделяется на общем фоне «советско-патриотического» кино, при этом не сильно углубляясь в самодурство командиров «комиссарщину», как это стало популярно в постсоветском кинематографе.

    Отдельно хочется описать режиссёрскую работу: музыкальное оформление, спецэффекты, костюмы, оформление и т. д. Что до музыки, то её в фильме нет. И это огромный плюс, как по мне. Вместо неё, атмосферу «накаливает» голос за кадром. Почему-то сразу вспоминается мультфильм «Пингвины», где диктор своими комментариями об утопающем папе-пингвине с камушком вместо яйца детёныша заставляет рыдать крокодильими слезами не только детей (лучше вообще не показывайте им этот мультик лет до 15ти), так и взрослых. И этот голос, возвращаясь к ЖиМ — вторая отличительная черта (и однозначный плюс) кинокартины. Костюмы в фильме хорошие, солдаты выглядят действительно потрёпанными в боях, а не только что покинувшими гримёрку, оружие настоящее, всё выглядит натурально. Даже обшитые картоном Т-34 под немецкие «панцеры» (или что там ещё должны были изображать эти «танки») не портят общего впечатления от фильма. Важно, конечно обратить внимания, что хотя фильм и военный, но как таковых батальных сцен там практически нет. Потмоу что фильм в первую очередь о людях.

    Резюмируя скажу, что после просмотра свыше 50ти художественных кинолент, посвящённых событиям Второй Мировой Войны, снятых в разных государствах, фильм «Живые и Мёртвые» остаётся для меня одним из лучших и самых любимых фильмов. Его стОит смотреть и пересматривать — каждый раз в нём можно найти что-то новое, ранее упущенное, или просто наслаждаться великолепной игрой актёров. И главное, помните, что это фильм о людях, его идея (на мой взгляд) в том, что человек всегда должен оставаться Человеком (вот тут трудно не наспойлерить) независимо от обстоятельств, в которых оказывается по прихоти судьбы.

    27 мая 2015 | 14:05

    Независимо от того, читали вы роман Симонова или нет, этот фильм необходимо посмотреть. Посмотреть, для того чтобы понять, кто ты в этой жизни, возможно, что-то переоценить для себя как бы пафосно это не звучало.

    Этот фильм повествует о людях, которые оказались на этой страшной войне. Именно оказались, потому что они к ней не готовились, они застигнуты врасплох, они самые обыкновенные люди из плоти и крови, которые боятся, не хотят умирать, у которых была и есть своя бесценная жизнь, они все разные, но они ЖИВЫЕ.

    При просмотре возникают некоторые параллели с Войной и Миром Бондарчука, возможно, это только мои ассоциации. Постоянное переплетение судеб героев, постоянные выбор перед которым их ставит жизнь, это фильм о героях, но не громких и смелых, а возможно невзрачных и порой нерешительных, но ГЕРОЯХ о людях которые вынесли это огромное испытание.

    Фильм может показаться скучным и затянутым, но это не тот фильм, который посмотришь и забудешь, да он черно-белый, но от этого лишь усиливаются эмоции и переживания.

    Папанов в роли генерала Серпилина просто бесподобен, такое впечатление, что он родился для этой роли, Серпилин именно такой, каким создал Консатнтин Симонов.

    Но не надо сравнивать с книгой, некоторая хронология событий в фильме может быть изменена, но это НЕВАЖНО. Важна та атмосфера, которой пропитан каждый кадр, это именно то о чем писал Симонов, и мне кажется не стоит искать там какие идеологические подтексты, надо просто смотреть этот правдивый фильм, потому что их почти не осталось.

    23 января 2010 | 11:35

    Пишу короткую положительную рецензию.

    Две фразы из фильма, которые говорят, что война пришла внезапно (хотя, кто надо знал):

    «Там немцы за 700 метров, у нас с ними только что  бой был — семеро осталось»

    (когда немцы подстрелили наши самолеты)

    - Почему не выбрасываются?!!

    - а может, у них и парашютов нет

    Пронзительный фильм, совершенно неоднозначный, как и подобает высокому искусству, с элементами идеологии и пафосом гавного героя (без этого ж никуда в советском кино), но все же обладающий той магией «золотых 60-х», которыми мы до сих пор гордимся.

    18 февраля 2010 | 19:02

    Да, я разочарован! Такой хронометраж, и такая тягомотина! До чего же нудный фильм! Совершенно не трогает. На фоне большого количества действительно стоящих картин о войне этот фильм просто меркнет. В нем нет ничего. Серо, блекло, невнятно. Весь фильм по нескольку раз повторяются одни и те же мысли, одни и те же слова. В результате слишком очевидным становится то, что фильм снят не просто после войны, а уже после пересмотра властью некоторых ее итогов и уроков. И это только принижает картину, переводя ее едва ли не в ранг «заказных». Жаль. Безусловно важные и нужные вещи, о которых с такой настойчивостью говорится в фильме, можно и нужно было показать гораздо более тонко и профессионально.

    Крайне негативное впечатление произвел и главный герой ленты. Ни К. Лавров (своей игрой), ни его персонаж не вызвали во мне ни малейшего сочувствия или сопереживания. Проблемы и заботы, которые волнуют героя — это его личные проблемы и заботы. Он потерял в бою документы и крайне раздосадован тем обстоятельством, что никто не верит ему — честному и благородному человеку! Тогда как совсем недавно — в точно таком же случае с его молчаливого согласия фактически был доведен до самоубийства точно такой же человек, по мнению высокопоставленного военачальника (конечно же, в свое время пострадавшего — всё-таки оттепель на дворе — как не упомянуть), ничем, по сути, не подтвержденного, свои документы не потерявшего, а уничтожившего! Ну как еще это назвать иначе, нежели двойными стандартами! И мне безумно жаль, что этого, по мнению авторов, такого глубоко порядочного, невинно пострадавшего, но оставшегося верным себе и всё такое прочее, а, на самом деле, точно такого же, как все, командира и палача в одном лице сыграл глубоко уважаемый мною А. Д. Папанов. И этот факт только усилил мое критическое восприятие данного фильма.

    К сожалению, не могу поставить ему высокой оценки.

    25 февраля 2009 | 11:56

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    Новости


    Выдающаяся актриса, по чьей фильмографии можно легко проследить весомую часть истории отечественного кино за последние полвека, Римма Маркова скончалась в возрасте 89 лет. На ее счету работы в картинах «Живые и мертвые», «Крылья», «Егор Булычев и другие», «Вечный зов», «Родня», «Покровские ворота», «Окраина», «Ночной дозор». (...)
     
    все новости

    Статьи


    К 9 мая российские телеэкраны станут черно-белыми: эфир займут «Баллада о солдате», «...А зори здесь тихие» и другие фильмы о войне. В преддверии Дня Победы КиноПоиск составил гид по классическим советским лентам на ТВ, а также нашел в коллекциях онлайн-кинотеатров малознакомые зарубежные и документальные картины о Второй мировой. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    11-13 марта
    10.03.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 11-13 марта

    Одних кинематографистов послать на фронт, других — в Голливуд (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    105.Меня зовут КханMy Name Is Khan8.242
    106.Могила светлячковHotaru no haka8.239
    107.Свидетель обвиненияWitness for the Prosecution8.239
    108.Невидимая сторонаThe Blind Side8.234
    109.Новые временаModern Times8.234
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 390.83%
    42.ФлэшThe Flash90.75%
    43.Книга джунглей: НачалоJungle Book90.68%
    44.Чёрная ПантераBlack Panther90.66%
    45.МумияThe Mummy90.64%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft64
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass22
    Семейная тайнаUn secret7
    Я – легендаI Am Legend315
    Король обезьянXi you ji zhi da sheng gui lai3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.268
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.895
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.557
    Angry Birds в киноAngry Birds6.544
    Экипаж8.173
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры