всё о любом фильме:

Жестокий романс

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Александр Островский
директор фильмаЛазарь Милькис, Людмила Захарова
операторВадим Алисов
композиторАндрей Петров
художникАлександр Борисов, Наталья Иванова
монтажВалерия Белова
жанр драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  22 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время137 мин. / 02:17
Безжалостен и жесток мир, в котором правят деньги, где все продается и покупается, в том числе совесть, красота, любовь.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница».
    • Фильм демонстрировался в прокате в виде двух серий.
    • Андрей Мягков едва не погиб на съемках. В одном из эпизодов ему пришлось подплыть на лодке слишком близко к старинному пароходу. Лопасти судна образовали на воде воронку. На глазах съемочной группы лодка с актером сгинула в пучине реки. К счастью, через несколько минут над водой появилась голова Андрея Мягкова. Каким-то чудом он уцелел и выбрался на берег без единой царапины.
    • В фильме снимались пароходы «Спартак» и «Володарский».
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1985 году.
    • «В роли» железнодорожного вокзала выступило здание Костромского театра кукол.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 252 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Среди писателей 19 века у нас особенно превозносили тех, кто поливал грязью это общество, и у которых герои в конце обязательно умирают. Островский среди них занимает почетное место. При прочтении которых, у меня всегда возникала одна мысль. Представим, что человек пишет рецензию на фильм/спектакль, который он не имел возможности досмотреть до конца, и не знает, чем там дело кончилось. Все написанное им будет выглядеть нелепо с точки зрения человека, который данный фильм/спектакль досмотрел до конца. Многие тогдашние писатели (Достоевский, Некрасов, Диккенс и тд.) обличали пороки современного им общества, не зная, что его ждет в 20 веке. Поэтому, у них регулярно встречаются наивные, по нынешним временам, штампы. Например:

    1) Общество, где люди ценят деньги — самое плохое и прогнившее на свете. А вот общество коммунистических и других фанатиков, где совершенно бескорыстно (чисто за идею) истребляются десятки миллионов людей — надо полагать, самое лучшее.

    2) В этом нехорошем обществе происходят трагедии из-за несчастной любви. Ларису вон застрелили, Катерина с обрыва сиганула. Говорят, в Нижнем Новгороде раньше помнили место, где произошла сия трагедия вселенского масштаба. Но сейчас это уже не актуально, поскольку на территории города находятся могилы с тысячами расстрелянных во время известных событий 20 века.

    3) Викторианско-пуританские нравы это плохо, это дикое и нецивилизованное средневековье (обличением этого занимались, в основном, западноевропейские писатели). И в самом деле -- голым по улице ходить нельзя, для сексуальных отношений обязательно надо жениться, а гомосексуальную ориентацию так и вовсе приходится скрывать. Какое варварство! Но вряд ли так считают жители европейских городов, где коренное население наполовину вымерло и заменено выходцами из Африки или Азии. Привыкшими решать все проблемы при помощи холодного и огнестрельного оружия. Чуть что не по ним — голову отрежут или из «Калашникова» расстреляют.

    Поэтому я никогда не стал бы смотреть экранизированный «наивняк» Достоевского, Диккенса или какой-нибудь Шарлотты Бронте. Может они и гениальны, но не знали, чем все кончится. Однако, этот фильм привлек меня … пароходами. Люблю историческую технику, а подобное редко показывают даже в зарубежных фильмах, поскольку это дорогое удовольствие. Вот за это авторы фильма заслуживают высшей оценки. Да и вообще, обстановка того времени показана неплохо. Но вот содержание не впечатляет, хотя это уже претензии к автору первоисточника.

    Как правило, в любом произведении присутствуют положительные и отрицательные герои, конфликт между которыми определяет идею. А в этом фильме только отрицательные, положительных нет вовсе. Все богатые показаны мерзавцами — ладно, это традиционно для советских фильмов. Бедный, но влюбленный -- тоже выглядит не лучшим образом, прежде всего из-за своей мелочности. Главная героиня тем более далеко не ангел. И в чем тогда смысл? Непонятно.

    Видимо, отрицательным героем здесь является само дореволюционное общество, которое всячески поливают грязью (для этой же цели снимался «Мой ласковый и нежный зверь»). Ну а положительным должно являться то, которое пришло ему на смену. Дескать, сам автор пьесы мечтал о таком, и вот оно пришло. Кто-нибудь может вспомнить хоть один серьезный советский фильм о любви в дореволюционное время, в котором все закончилось хорошо? Чтобы никто не умирал и не предавал? Я не помню таких, были только военно-патриотические и комедии. Причем в комедиях (вроде «Женитьбы Бальзаминова», этого же, кстати, автора) тогдашнее общество изображено в еще более уродливом виде, чем в трагедиях.

    В конечном итоге, безусловно интересно посмотреть все эти пароходы, обстановку и костюмы той эпохи (желательно, без звука), но вот содержание, имеющее явно агитационную направленность, весь этот мир порочных людей никакого интереса не представляет.

    3 из 10

    29 января 2015 | 13:03

    «А напоследок я скажу: «Прощай, любить не обязуйся…»» (с)

    Расцвет национального русского театра пришёлся на середину XIX века, когда на главный план выходит драматург Александр Николаевич Островский. Его пьесы прошли проверку временем и до сих пор любимы публикой. Программным школьным произведением является одна из наилучших пьес Островского — «Бесприданница». История бедной девушки Ларисы, которая готова на всё пойти ради любви, и в наше время заставляет трепетать сердца многих романтиков. В 1984 году на экраны советских кинотеатров выходит фильм «Жестокий романс» режиссёра Эльдара Рязанова, написанный по мотивам вышеописанной пьесы. Эта картина прославила Ларису Гузееву и показала, каким страстным может быть Никита Михалков.

    По сюжету, вдова средних лет, Харита Игнатьева Огудалова, поскорее желает выдать замуж свою младшую дочь Ларису. Лариса — само совершенство, одно лишь мешает ей приблизиться к замужеству — отсутствие приданного. Её возлюбленный господин Паратов уезжает из города, так как его имение начало разоряться. После года ожидания, Лариса решается связать себя узами брака с бестолковым Карандышевым, мелким чиновником. Но когда в городе вновь появляется Сергей Сергеич, героиня понимает, что устоять перед соблазном ей будет очень трудно. Мне очень понравился тот факт, что кинолента полностью соответствует событиям, описанных в пьесе. В фильме история взаимоотношений Ларисы с Паратовым показана ещё до того, как господин разорился. События развиваются постепенно, но заскучать точно не удастся. Трагизм картины начинает набирать обороты уже с середины показа и усиливается с каждой последующей минутой.

    Чувства Ларисы наверняка сумеют понять почти все девушки. Она пыталась смириться с нежеланным браком, но поддалась соблазну перед коварным обольстителем. Лариса понимала, что у неё два пути — или под венец, или в Волгу. Паратов тоже любил прелестную девчушку, но понимал, что их дороги не могу сойтись. Как говорится, дважды в одну реку не войдёшь. Дуэт Гузеева\Михалков интересно смотрится на экране, они прекрасно смогли передать тот огонь, пылающий между ними. Лариса Гузеева после выхода данного фильма проснулась по-настоящему знаменитой. Она поразила всех не только своей красотой, но и безупречной актёрской игрой. Никите Михалкову отлично подходит этот образ самолюбивого, заносчивого молодого человека, которого окружающие люди просто на руках носят. Образ Карандышева получился довольно противоречивым. Если в пьесе было ясно, что это исключительно отрицательный персонаж, то в фильме иногда его даже было жалко. Наверное, это из-за того, что Юлия Капитоныча сыграл Андрей Мягков, которого любит публика. Властную мать сыграла замечательная Алиса Фрейндлих.

    События прошлых веков представлены зрителю в качестве современных. Если бы не обстановка прошедших столетий можно было бы подумать, что события происходят в наше время. Эта история совершенно классическая и будет актуальна во все времена. Главную героиню невозможно не пожалеть, каждый мог бы оказаться на её месте. Красота — страшная сила, не всегда приносящая счастья. Если бы Лариса очутилась в XXI веке у неё было бы гораздо меньше проблем, хотя деньги и сейчас играют немаловажную роль. Песни, прозвучавшие в киноленте, уже давно стали хитами, их слова многие знают наизусть. Композиции трогают за душу, под них хочется как плясать, так и плакать.

    Вывод: «Жестокий романс» — хороший фильм, качественно поставленный по классическому произведению. Данную картину до сих пор любят зрители, её хочется пересматривать и она не приедается. Обречённая любовь Ларисы находит отзвук и в наших сердцах. Смотреть обязательно.

    Спасибо за внимание.

    9 из 10

    10 июля 2012 | 02:19

    «Жестокий романс». Фильм, который ни в чем нельзя упрекнуть, в котором невозможно разочароваться. Островский — великий драматург, и снимать фильм по его пьесе — достаточно сложное и ответственное занятие: есть риск переиначить текст «Бесприданницы», потерять суть и таким образом «осквернить» бессмертное произведение русского классика. Однако гениальный режиссер Рязанов не побоялся взяться за экранизацию «Бесприданницы», и вот уже многие поколения как любителей Островского, так и любителей хороших, умных, красивых фильмов с удовольствием (нет: даже с наслаждением) смотрят и пересматривают снова и снова «Жестокий романс».

    Никто не станет отрицать тот факт, что Рязанов во многом отступил от текста пьесы. Однако при просмотре фильма меня не покидало странное ощущение, что он имеет право вносить коррективы в «Бесприданницу». Пусть не осерчают на меня любители Островского, но сценарий фильма «Жестокий романс», на мой взгляд, получился во многом трогательнее, живее и искреннее пьесы русского драматурга. Достаточно только взглянуть на систему действующих лиц: если в пьесе Островского все персонажи — носители одной черты, они довольно однозначны (так сказать, «злые» и «добрые»), то в фильме Рязанова они противоречивы, сложны: они заставляют зрителя сомневаться в мотивах их поступков, пытаться понять их сущность. Безусловно, огромную роль в создании такой необыкновенной системы действующих лиц сыграл актерский состав: Лариса Гузеева, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Никита Михалков — созвездие великих русских актеров!

    Лариса в фильме — более трогательный образ, чем в пьесе. Героиня Ларисы Гузеевой — нежная, талантливая и очень несчастная девушка. Чего стоит одно только ее красивое лицо с удивительными светлыми глазами, в которых стоят слезы! В фильме Лариса узнает о том, что Паратов обручен, уже после того, как провела с ним ночь, и оттого ее горе ближе к сердцу читателя; и если в пьесе на слова Паратова «Я обручен» Лариса отвечает истерическим смехом, то в фильме она смотрит на него заплаканными глазами, не может справиться с прыгающими губами, глотает слезы и повторяет слабым голосом: «Это безбожно, безбожно…» Какую же героиню из двух ближе к сердцу примет читатель или зритель? На мой взгляд, героиню Гузеевой.

    Паратов в пьесе — эгоист и прожигатель жизни, он не ценит любви Ларисы и лишь играет с ней, как с красивой игрушкой. Паратов в исполнении Михалкова — гораздо более тонкий образ. Его герой — веселый, жизнерадостный, шикарный барин, привязавшийся к красивой и талантливой девушке. Он настолько привык жить настоящим мгновеньем, не задумываясь и в любой момент бросаясь в омут внезапного страстного порыва, что сам не в силах сдержать слезы, когда понимает, как гадко он поступил с Ларисой. Проводя время с ней, он сам позабыл о своей помолвке с другой, и оттого ему еще сложнее смотреть Ларисе в глаза. Невозможно воспринимать его как обманщика и искусителя, когда мы видим, как он со слезами на глазах, срывающимся, выдающим его истинные чувства голосом сообщает ей о своей помолвке и держит сигару в трясущихся пальцах.

    Харита Игнатьевна по Островскому — корыстолюбивая, жестокая, безнравственная женщина, продающая своих дочерей, как товар. Разве такую Огудалову видим мы в исполнении Фрейндлих? Это нежная и добрая мать, которую волнуют финансовые вопросы лишь оттого, что она хочет сделать счастливыми своих дочерей, стремится дать им все и не оставить их в нищете. Достаточно вспомнить, с каким трепетом, с каким волнением читает она письмо дочери Анны, в котором та просит мать выслать ей большую сумму денег. Вспомним, как Харита Игнатьевна, у которой нет таких денег, беспокоится, суетится, чтобы непременно раздобыть их и выполнить просьбу дочери. А с какой человечностью героиня Фрейндлих разрешает Ларисе встречаться с Паратовым! «Что я, не женщина, что ли," — говорит она, целуя дочь. Разве сказала бы так расчетливая и бессердечная героиня Островского?..

    Карандышев в пьесе — смешной до жалкости, жалкий до ничтожества, ничтожный до омерзительности человек; он не любит Ларису, и его сватовство к ней объясняется лишь желанием прославиться, «выйти в люди»; он убивает Ларису, чтобы отомстить всем тем, кто унижает его и смеется над ним. Какого героя мы видим в исполнении Мягкова? Карандышев Мягкова — глубоко несчастный человек, одинокий, никому не нужный, страдающий от своей никчемности, осознающий свое ничтожество: он сам себе противен из-за этого. Лариса всегда была для него светом в конце тоннеля, шансом проявить себя, опровергнуть свою ничтожность. Можно предположить, что Карандышев в фильме действительно влюблен в Ларису: отчаяние героя в финале фильма объясняется не столько жаждой мести и смертельной обидой, сколько жгучей ревностью. Герой Мягкова не может не тронуть зрителя: если в пьесе мы презираем Карандышева, то в фильме жалеем его.

    Музыка в фильме достойна десятикратного ура. Сердце сжимается, когда мы слышим трогательные, волнующие, близкие любой женщине песни на стихи Ахмадулиной и самого Рязанова. А марш, играющий на протяжении фильма, а цыганские песни! Все это образует единый вихрь, который уносит нас туда, в созданный гениальным режиссером мир, заставляет слышать, как в душе эхом отзыватся глубокие и печальные или торжественные и холодные мотивы.

    Еще один невероятно красивый режиссерский прием: пейзаж. Какие восхитительные природные картины мы видим в фильме! Шумящие деревья, облетающая осенняя листва, бескрайняя Волга, пароход — и цыганские юбки на палубе… Однако есть то, что удивило и тронуло меня еще больше: то, как при помощи музыки и съемок режиссер сумел передать удивительное дыхание одиночества. Какой интересный авторский ход! В доме Огудаловых праздник, все веселятся, слышится смех, звон бокалов, музыка — а Карандышев стоит на дворе: мертвые осенние листья кружатся вокруг его ног, тревожно чернеют деревья, ветер колышет приоткрытую калитку. Одиночество, всепоглощающее, страшное, невыносимое, проникает в душу, наполняя ее тоской по чему-то далекому, несбыточному…

    На палубе «Ласточки» поют цыгане, слышится игра на гитаре, мелькают яркие одежды, пестрые юбки… но чем больше мы смотрим на эти танцы, на эти яркие краски, чем больше слышим беззаботные, свободолюбивые песни, тем острее чувствуем висящую в воздухе отчужденность, одиночество.

    Поэтому как тесно становится в груди, когда в последней сцене фильма мертвая Лариса падает на палубу, уставившись светлыми глазами в небо, а цыгане продолжают петь под гитару, греметь бубнами и размахивать яркими платками…

    10 из 10

    10 апреля 2011 | 15:51

    Честно признаться, не читала пьесу А. Н. Островского «Бесприданница». Именно по этому сюжет фильма оставался для меня загадкой. Возможно, так даже интереснее.

    Жестокий романс, фильм сняты великим человеком, гением режиссуры Эльдаром Рязановым. И конечно же это говорит о многом.

    Главной героиней является девушка на выданье. Талантливая, образованная, красивая, общительная. Но это только поверхностные определения… Это то, что видят все окружающие. На самом деле Лариса ищет счастья в своей жизни. Она считает себя игрушкой и не больше. Люди не хотят понять, что творится в её душе. В круг его общения входит Сергей Сергеевич Паратов, богатый и достаточно безнравственный человек.

    В течении просмотра мои чувства менялись вместе в чувствами героини… Изначально как будто бабочки в животе летают при виде Паратова… Но постепенно становится понятно, что скрывается за его блестящей оберткой. В какой то момент так и хотелось остановить героиню от тех поступков, которые она совершила из за слепой влюбленности.

    Очень эмоциональная, чувственная картина. Спасибо тем, кто снимал это фильм! Это бесподобно.

    10 из 10

    7 сентября 2010 | 11:08

    Вот уже почти двадцать пять лет каждый год смотрю этот фильм. А то и по два раза в год. Изменились времена, мораль, но человеческие чувства остались и останутся всегда неизменными.

    Тогда, в 1975 году, когда я впервые посмотрел этот фильм, он мне показался до того необычным (ведь он шел как экранизация пьесы А. Н. Островского), что я несколько дней ходил под впечатлением. Такой экранизации нашей классики я еще не видел. До того современно и естественно смотрелся фильм.

    С. С. Паратов, в исполнении Н. Михалкова, — монстр, дьявол во плоти — вызывал чувство уважения. Как змей, завораживающий свою жертву и уничтожающий ее, он пользовался своей силой и вряд ли когда искренне раскаивался в содеянном. Сильный, самоуверенный, богатый, воспитанный на фольклоре и быте бурлаков и вообще простого русского народа, он вызывал чувство восхищения. (Прекрасная работа Н. Михалкова.)

    Карандышев — жалкий, но в общем-то безобидный человечек, вызывал чувство жалости, сострадания и в некоторых местах омерзение.

    «Тетенька», как ее называл Паратов, и есть «тетенька», но никак не мать.

    И Лариса, девушка, которая всем своим существом предназначена для любви и спокойного семейного счастья, казалась жертвой сложившихся обстоятельств.

    Купцы, в исполнении Петренко и Проскурина, у которых прибежищем являются лишь деньги (в фильме они то и дело пересчитывают свои купюры) и для которых «невозможного почти не существует», в то время казались мне хозяевами жизни.

    И вот прошло время. И теперь, пересматривая этот фильм, я понимаю, что все эти хозяева жизни со своей идеологией и моралью, которые в наше время стали популярными, — самые несчастные персонажи этого фильма. Что они могут, закованные в «кандалы» своих предрассудков? Только лишь нести раздор и хаос. Они и есть «вещь».

    И что остается? Остается ЛЮБОВЬ. Всепоглощающая, безрассудная, искренняя любовь. Это и есть самое главное в этом фильме.

    Я как-то не обращал особого внимания на последние слова Ларисы при прошлых просмотрах. А теперь обратил. Она благодарит. Благодарит своего убийцу. Благодарит за то, что избавили ее от этого иллюзорного мира, в котором, благодаря царству иллюзий, творятся дела, никак не соответствующие ее естеству — ЛЮБВИ.

    Спасибо Эльдару Рязанову за этот шедевр.

    3 января 2009 | 20:26

    - Дорогой брилиант дорогой оправы требует.

    - И хорошего ювелира.


    Лариса Дмитрьевна Огудалова- девушка из благородной, но не богатой семьи. Живет в двоем с матерью, и они едва сводят концы с концами. Мать Харита Игнатьевна- расчетливая женщина. Для нее самое главное в жизни- это деньги и комфорт. Она уже пристроила по такому принципу двух своих старших дочерей и уготовила для Ларисы такую же судьбу. Для нее счастье дочерей вещь второстепенная. В их доме регулярно устраиваются приемы, увеселения, где присутствуют множество мужчин- цвет города.

    Лариса блистает на таких вечерах подобно бриллианту. Ее благородные манеры и стать безупречны. Она буквально завораживает мужчин своей необыкновенной чувственной красотой, чудесным блеском небесно- голубым глаз и нежным бархатным голосом, поющим такие трогательный романсы. В них она передается всю свою боль маленького истерзанного сердечка, но никто не понимают ее. Все восхищаются ей, и цвет города, и жестокий Паратов, и даже жалкий чиновник Карандышев, но по сути никто по- настоящему, искренне и беззаветно не любит ее. Она лишь только красивая вещь. А про души все забывают! А ей ведь просто хотелось быть счастливый с любимым мужчиной, иметь свой дом, семью. Успокоить терзающуюсь душу наконец. Разве не в счастье успокоение?

    «Так не доставайся же ты никому!»

    Увы, но даже красота не приносит счастья. Безумно жаль Ларису. В конце она даже великодушно благодарит своего убийцу, ведь после всего случившегося сердце уже было ее мертво. И лишь в смерти она нашла успоконение… Это очень грустно и несправедливо. Жестокая вещь судьба.

    10 из 10

    7 февраля 2010 | 17:12

    По мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница» талантливый и мною любимый режиссер Эльдар Рязанов снял в 1984 году свой фильм. Его «Жестокий романс» получился картиной на все времена, снятой достойно, качественно, весьма драматично и с глубокомыслием. Я несколько раз смотрел этот фильм, и каждый раз пропускал данную печальную историю через себя.

    Мы видим историю молодой девушки, живущей с мамой. Их финансовое положение плачевно, и героине срочно нужно выйти удачно замуж. Все те, кто к ней сватаются ей безразличны, она полюбила богатого и красивого мужчину, но тот не питал к ней взаимных, чистых чувств, и перед нами трагическая история, в которой деньги правят всем, и этот мир действительно жесток…

    Каждая сцена у Рязанова хорошо продуманна до мелочей. Стоит атмосфера прошлого времени, актеры все подобраны удачно, и каждый на своем месте. Смотреть данное творение Эльдара Рязанова — одно удовольствие. Кино получилось очень сильное, пробирающее зрителя до самой души. Каждый раз после просмотра этой драмы чувствуешь опустошение, грусть, чувство несправедливости и печали. Кино ни с чем несравнимо, имеет свою исключительность, и для меня это шедевр советского кино.

    Лариса Гузеева в данной картине сыграла самую главную и знаменитую роль в своей карьере актрисы. Она сыграла так тонко, так душевно, что просто говорю «браво» и хлопаю в ладоши. С главными актрисами на свои фильмы Рязанов ни разу не ошибся. Так же на всю жизнь мне запомнилась игра таких актеров, как Андрея Мягкова (любимчика режиссера), несравненной Алисы Фрейндлих и несомненно Никиты Михалкова. Ему всегда шикарно идут роли противоречивых персонажей, уж очень он хорош в этом амплуа.

    «Жестокий романс» — советская драма Эльдара Рязанова и кино на все времена. Эта кинолента гордость советского кинематографа, и она актуальна по сей день. Я люблю этот фильм и говорю режиссеру спасибо.

    - Вы не боитесь, Лариса Дмитриевна?
    - Нет, Сергей Сергеевич! С Вами я ничего не боюсь! Стреляйте!


    9 из 10

    13 октября 2015 | 12:33

    Справедливости ради следует отметить, что «Жестокий романс» — это действительно не экранизация «Бесприданницы», а фильм, снятый по мотивам пьесы Островского. Не стану вдаваться в длительное описание разночтений между пьесой и кинопостановкой, но тот, кто читал «Бесприданницу», выявит их несомненно. Скажу только одно: первая серия «Жестокого романса» — во многом сценарный вымысел Эльдара Александровича.

    В основе сюжетной линии киноленты Рязанова, как, соответственно, и драмы Островского, лежит затертый до дыр творческими деятелями всех мастей любовный треугольник. На описании сторон этой геометрической фигуры, собственно, и будет построен мой отзыв об этой картине.

    Паратов. Фигура судовладельца и бесспорно отрицательного героя Сергея Сергеевича Паратова из всех главных персонажей представляет для меня, пожалуй, наименьший интерес. Паратов — обыкновенный безнравственный самец, типичный представитель «L`homme de la nature». Будучи предпринимателем он прост в своих жизненных приоритетах, а, следовательно зауряден, даже несмотря на внешнюю респектабельность и кажущуюся самодостаточность. «Мохнатый шмель» Паратова — ода авантюризму, предвестие всех этих не брезгующих любыми средствами для достижения цели бизнесворотил современности.

    Почему же такие циники как Паратов, имеют ошеломляющий успех у женщин и, в частности, у Ларисы Дмитриевны? Вот и Юлий Капитоныч Карандышев задается вопросом: «Почему женщины предпочитают людей порочных перед людьми чистыми?». Полагаю, оптимальное объяснение этому явлению дает известный российский сценарист Юрий Арабов. В одном из телевизионных интервью Юрий Николаевич выразил мнение, согласно которому непременное свойство зла — это его обаятельность. Сие высказывание, конечно, ни в коем случае не означает, что все носители обаятельности — злодеи, но личность Паратова лишний раз подтверждает данный тезис.

    На совести жестокого самодура — загубленные судьбы двух других главных героев, но сам он, к глубочайшему сожалению, выходит сухим из воды. Мстительное самолюбие удовлетворено, сластолюбивое чувство — тоже; в перспективе — приданое, эквивалентное золотым приискам. Однако самовозноситься по этому поводу ему вряд ли следует. Ведь «жизнь коротка, говорят философы», по его скромному выражению…

    Карандышев. Большинство почем зря бичует Юлия Капитоныча. Отовсюду в его адрес только и слышится: трус, раб, ничтожество. Но почему никто не говорит, что Карандышев страдалец? Мало того, человек жил несчастно, любил безответно, он еще, видать, и на каторгу отправится. Как же несправедлива эта земная жизнь — у заслуживающих наказания всё в шоколаде, а страдальцы как мучились, так и продолжают мучиться, да еще пуще прежнего.

    Может это кому-то покажется несуразным, но лично я омерзения к Карандышеву никак не испытываю. Допускаю, к нему можно чувствовать отвращение, но лицезря Юлия Капитоныча на экране, во мне просыпаются совершенно иные эмоции. Да, он несомненно не без недостатков, однако и в этом его можно понять.

    Человек, регулярно оскорбляемый теми или иными жизненными обстоятельствами, и при этом не имеющий возможности разрядки, попросту обречен на жажду реванша. Неспособный противостоять сильным мира сего, Карандышев все же решается восстать на них — а ведь оным чуждо милосердие. Отмщение зарвавшемуся Юлию Капитонычу следует незамедлительно и бесповоротно. Он совершил ошибку, затеяв эту никчемную трапезу, и жестоко за нее поплатился.

    Вина Карандышева как инициатора злосчастного обеда не обсуждается. Однако почему-то никто не отмечает, с каким неистовым благородством прибывший на борт «Ласточки» Юлий Капитонович пытается заступиться за падшую Огудалову. К несчастью он и в этот раз получает очередной и неблагодарный плевок.

    У всего есть разумный предел — чаша терпения рано или поздно переполняется. Перелилась она за края и у Юлия Капитоныча — в том случае просто не могла не перелиться. А доведенный до исступления человек не ведает что творит. Юлию Копитонычу, в первую очередь, нужно кается в совершенном грехе — я верю, Бог может простить этого несчастного, униженного и оскорбленного человека.

    Вне всякого сомнения, даже сам режиссер искренне сочувствует бедному почтовому чиновнику. Вместо того, чтобы окрестить поставленный кинофильм одноименно пьесе, Рязанов дает ему собственное наименование — «Жестокий романс», тем самым подчеркивая кульминационность эпизода с исполнением Ларисой «А на последок я скажу».

    Лариса. Если откинуть самозабвенную любовь Ларисы Дмитриевны к Паратову, что нравственного мы увидим в главной героине? Да, она как и всякий представитель рода людского жаждет собственного счастья, вот только какими путями она стремится к нему?

    В первую очередь, особенно интересно поведение Ларисы после не совсем порядочного бегства Паратова в связи с внезапно возникшими у него имущественными проблемами. Неужто теперь в монастырь, куда испокон веков из-за неразделенной любви уходили благоверные девицы земли русской? Ан нет. Как видится, в индивидуальной системе ценностей Ларисы Дмитриевны личное благополучие было главнее ее величества любви. Не дождавшись своего Сергея Сергеевича, Лариса принимает судьбоносное решение: «За первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли — разбирать не буду».

    Неудачные попытки найти жениха богатого (вспоминаем случай с банковским кассиром) вынудили ее обратить внимание на небогатого — почтового чиновника Карандышева, в силу отсутствия какой-либо иной альтернативы, естественно.

    А ведь, откровенно говоря, Юлий Капитонович для Огудаловой был всего лишь средством забыть ласкового и нежного зверя Паратова, а также отомстить последнему за его подлое бегство по-английски. А когда прокутившийся предмет обожания появляется вновь, в сердце Огудаловой воскресают прежние чувства, а Карандышев для нее становится обременителен, или попросту не нужен.

    Имеет ли моральное право один человек придавать другому человеку статус разменной монеты? Ответ на этот вопрос, я думаю, вполне очевиден. Можно только соболезновать, что Антуан де Сент-Экзюпери творил не в XIX веке. Как знать, родись французский писатель на век раньше, может быть своенравная Лариса, прочитав его «Маленького принца», заострила бы внимание на выражении «Мы в ответе за тех кого приручили», и не произошли бы те трагические события, которые, увы, случилось.

    P.S. Заголовок рецензии не примите за персональное правило, ибо данная цитата из известной шекспировской трагедии, приведённая в «Бесприданнице», но не вошедшая в сценарий «Жестокого романса», употреблена мною не более как контекстно.

    1 февраля 2011 | 05:59

    Пьеса Островского «Бесприданница» имеет несколько экранизаций, я бы хотела оценить именно картину Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Эта драма о неразделенной любви молодой «бесприданницы» Ларисы к почтенному барину Сергею Сергеевичу Паратову. Паратов в прямом смысле слова ВЛЮБЛЯЕТ в себя молодую наивную девушку и разбивает ей сердце. Лариса — девушка с тонкой душевной организацией, она полюбила Паратова и не смогла забыть его даже после того, как он её предал. Паратов же не переставал «измываться» над несчастной девушкой даже после того, как обручился с богатой невестой. От безысходности Лариса принимает предложение от небогатого чиновника Карандышева, над которым посмеиваются в её кругах, считают его ничтожным человеком. И ведь действительно, он — ничтожество. Единственное, на что у него хватает смелости — убить ту, которая отвергла его, ту — которая не смогла его полюбить. Это трагическая развязка является самым верным выходом из ситуации в которой оказалась Лариса. Она благодарит Карандышева за свою смерть.

    Главную роль, роль Ларисы Огудаловой, потрясающе воплотила Лариса Гузеева. Её героиня будто вышла со страниц пьесы Островского и показала тот подлинный образ бесприданницы, который и был описан Островским. Нежная, хрупкая, ранимая, и в то же время имеющая чувство достоинства девушка, которую погубила её искренняя безмерная любовь.

    Прекрасная игра Никиты Михалкова, он же Сергей Сергеевич Паратов, покорила меня с первых минут фильма. Эти манеры, этот взгляд — именно таким и представлялся мне Паратов. Самовлюблённый, высокомерный и чертовски привлекательный. Ему завидовали мужчины, его обожали женщины.

    Карандышев в исполнении Мягкова открылся для меня с иной стороны. Мне стало его жаль, ведь он любил, и его любовь довела его до сумасшедшего поступка. Он сделал это не из ненависти, не из зависти, не из хладнокровности, как мне казалось раньше — он сделал это из-за любви к женщине, которая растоптала его чувства. Да, Карандышев — персонаж негативный, но и его чувства, и его страдания имеют место быть.

    Всем, кто любит классику и хорошие экранизации, я советую посмотреть так же экранизацию 1936 года, мне она понравилась не меньше, чем «Жестокий романс».

    11 ноября 2012 | 22:15

    В школе, еще учась в 10 классе, мы проходили пьесу Островского «Бесприданница».

    Это произведение мне понравилось, но не скажу, чтобы тронуло, зацепило.

    Просмотрев киношедевр «Жестокий романс», я несколько дней ходила под впечатлением.

    Также я меня появился вопрос: был ли у Ларисы выход, смогла бы она избавиться от безумца Карандышева, от судьбы красивой игрушки, учитывая нравы и законы того времени? Думаю, спасти ее мог только Паратов, но видно, для него она была лишь сильным увлечением, ради которого он ничего не мог поменять в своей жизни. А Лариса любила его больше жизни, но он ее обманул, предал. Предали Ларису и друг детства, у которого «слово купеческое», и мать, которая все жизнь продавала дочь.

    Фильм великолепен! Я первый раз встречаю такое, чтобы экранизация была лучше самого произведения. Даже название «Жестокий романс» звучит куда громче и несет в себе больше драматургии, чем «Бесприданница».

    Могучая Волга, белые пароходы, осенний дворик около дома Огудаловых, белоснежная русская зима — очень мастерки показана красота русской природы. Мне сразу же захотелось оказаться на Волге. Сложные отношения героев, душевные романсы, веселые цыгане, красивая Лариса и обольстительный змей Паратов — все это позволяет раствориться в этом фильме и не отрываясь смотреть на экран.

    Актеры — настоящие таланты, сыграли очень хорошо, им веришь. Необычен был в роли Карандешева Мягков, но я считаю, что он справился с ролью и доказал, что умеет играть не только славных мужичков. Иногда красота приносит горе, это доказала Лариса. Добрая, верная, талантливая, с необычайно красивыми голубыми глазами, она не нашла своего счастья. Несомненно это лучшая роль Ларисы Гузеевой.

    Я советую всем посмотреть этот фильм, ведь настоящие кино не умирает.

    10 из 10

    7 марта 2010 | 17:45

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 331 руб.
    подробнее

    Новости


    Один из крупнейших режиссеров в истории отечественного кино, Эльдар Рязанов ушел из жизни в возрасте 88 лет. Его вклад в культуру страны огромен, а фильмы разошлись на цитаты. Среди работ кинематографиста «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс» и еще с десяток выдающихся лент. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    8-10 июля
    07.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-10 июля
    Не кормят баснями Ягоду! (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Angry Birds в киноAngry Birds375 241 027
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War172 524 967
    3.Экипаж60 036 515
    4.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur16 759 506
    5.Голограмма для короляA Hologram for the King13 402 357
    13.05 — 15.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 646 933518 842
    Деньги675 935 425 руб.181 144 455
    Цена билета255,37 руб.15,36
    13.05 — 15.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    115.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.223
    116.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.223
    117.Одиннадцать друзей ОушенаOcean's Eleven8.221
    118.КазиноCasino8.221
    119.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.214
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Чёрная ПантераBlack Panther90.78%
    42.Книга джунглей: НачалоJungle Book90.77%
    43.МумияThe Mummy90.76%
    44.Лига справедливости: Часть 2Justice League Part Two90.60%
    45.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.58%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Последний из могиканThe Last of the Mohicans46
    Конец каникул4
    Игра в имитациюThe Imitation Game250
    ДвойникThe Double54
    Идеальный деньA Perfect Day8
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Angry Birds в киноAngry Birds6.553
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.638
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War7.787
    Экипаж8.179
    Любовь не по размеруUn homme à la hauteur7.155
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры