всё о любом фильме:

Жестокий романс

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Александр Островский
директор фильмаЛазарь Милькис, Людмила Захарова
операторВадим Алисов
композиторАндрей Петров
художникАлександр Борисов, Наталья Иванова
монтажВалерия Белова
жанр драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  22 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время137 мин. / 02:17
Безжалостен и жесток мир, в котором правят деньги, где все продается и покупается, в том числе совесть, красота, любовь.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница».
    • Фильм демонстрировался в прокате в виде двух серий.
    • Андрей Мягков едва не погиб на съемках. В одном из эпизодов ему пришлось подплыть на лодке слишком близко к старинному пароходу. Лопасти судна образовали на воде воронку. На глазах съемочной группы лодка с актером сгинула в пучине реки. К счастью через несколько минут над водой появилась голова Андрея Мягкова. Каким-то чудом он уцелел и выбрался на берег без единой царапины.
    • В фильме снимались пароходы «Спартак» и «Володарский».
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1985 году.
    • «В роли» железнодорожного вокзала выступило здание Костромского театра кукол.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 118 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Умели же в Союзе снимать кино так, что дух захватывало! Теперь такого, к сожалению нет…

    Насколько глубоко раскрыты чувства и характеры героев! Восхитительно! Сергей Сергеич — настоящий сердцеед, есть в нем что-то дьявольское, он просто неотразим. Да и все актеры, будто созданы были для этих ролей, умело показаны страсть, любовь, ревность, цинизм, расчетливость, глупость, наивность…

    Это бессмертная классика, настоящий бриллиант мирового кинематографа!

    10 из 10

    12 апреля 2009 | 01:52

    Положение женщины в русском обществе — вот что дается в пьесе Островского «Бесприданница», которую экранизировали в фильм «Жестокий романс».

    Лариса выросла и была воспитана в условиях, где слабого человека унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет цельности. «Цельность характера, — писал немецкий коммунист Эрнст Тельман, — является неотъемлемым качеством прогрессивной личности, ибо цену и масштаб личности определяет характер. Что же наиболее характерно для личности? То, что человек в любой момент подчинил все свое бытие идее, стремясь достигнуть чего-то высшего…»

    Чем же определяется целостность человеческого поведения, по каким признакам мы можем судить об общем его характере? Чтобы верно пройти по лезвию бритвы, чтобы связать воедино все нужное и отбросить лишнее, надо знать, куда и зачем идти. Иными словами, цель создает целое; знание цели подчиняет себе все наши действия, обеспечивает выбор нужных средств и порядок прилагаемых усилий. Поймите, какова цель человека, и вы поймете характер его поступков.

    Поэтому Лариса не стремилась, да и не могла воплотить свои мечты в жизнь. В последний момент пыталась найти материальные ценности на свою жизнь, но было слишком поздно…

    Фильм — Пример экранизации, превосходящей литературную основу!

    10 из 10

    19 ноября 2011 | 18:24

    Словно злой рок навис над 40-й пьесой Островского, холодно принятой критиками, разглядевшими в ней лишь «старую, неинтересную историю о глупенькой, обольщённой девице». Столь же нелицеприятных отзывов удостоилась вторая экранизация «Бесприданницы», предпринятая Яковом Протазановым в 1936 году. До того в 1912 году Кай Ганзен снял ныне почти неизвестный немой фильм. На сей раз стрелы критики были направлены на неубедительную актёрскую игру и несоответствие кино оригинальной пьесе. В !974 году Константин Худяков представил незаслуженно забытую телеверсию той же истории с Дорониной и Джигарханяном в главных ролях, а 10 лет спустя, в своём очередном 20-м фильме, к этой теме обратился один из мэтров отечественного кино Эльдар Рязанов. Былые заслуги и регалии оказались отодвинуты в сторону, и голодные полчища критиков, согласно старой традиции, обрушились на признанного мастера комедии. Но видно так уж повелось на Руси, что критиков никто не читает, а если и читает, то обычно поддерживает гонимого. Картина благополучно пережила своих хулителей и наряду с экранизацией Протазанова и пьесой Островского давно стала классической, снискав поистине народную любовь.

    Само название фильма говорит о том, что режиссёр изначально не стремился к буквальному переносу первоисточника на большой экран, а представил собственное прочтение исходного произведения одного из основоположников русского театра. При том сам текст был изменён не столь значительно. Часть диалогов сокращена и добавлены недостающие, позаимствованные в иных пьесах того же автора. Поскольку действие фильма растянуто во времени, в пьесе всё происходило в один день, то, по авторской задумке, диалоги поменялись местами, появились флэшбеки, а персонажи обрели бэкграунд. В трактовке Эдьдара Александровича они смотрятся не столь однозначно, стали более человечны и менее театральны. В картине сложно строго разделить героев на положительных и отрицательных. Всё как в жизни, где душа человека — поле битвы добра и зла. Каждый поступок имеет свою мотивацию, а не подчинён строго очерченной автором схеме. Масштаб актёров вполне соответствует высокой планке, заданной режиссёром. Прежде всего стоит отметить непростой образ, созданный Алисой Фрейндлих. Не столь давно овдовевшая дворянка Огудалова, чьи единственные активы — большой дом и три дочери, двух из которых удалось с грехом пополам выдать замуж, а с третьей — красавицей Ларисой были связаны главные надежды матери хоть как-то решить материальные проблемы. А пока она тащила этот воз, благодаря особому таланту, из-за которого местные богатеи пребывали в сомнении: «Она, должно быть, не русская». Роль крупного дельца, пожилого человека с громадным состоянием Кнурова, сыграна Алексеем Петренко в традиционно сдержанной манере. Его постоянного молодого визави, одетого и образованного по-европейски, богатого представителя крупной торговой фирмы Вожеватова столь же достойно сыграл Виктор Проскурин. Два этих персонажа — лишённые всяческой сентиментальности прагматики, вместе с тем тороваты и рассудительны. Они олицетворяют собой крепнущий класс крупных промышленников, взращенных из купечества и уверенно приходящих на смену деградирующему дворянству. Конфликт старых и новых хозяев жизни не менее важен, нежели мелодраматическая составляющая. Собственно, Лариса явилась олицетворением отмирающего класса, не желающего, либо неспособного к переменам. Лариса образована, обучена музыке, но жила в своём ограниченном мирке без друзей. Её главная проблема — одиночество. Мать уже расписала всю партитуру её жизни. В результате Лариса впустила в свой внутренний мир полувыдуманного персонажа, а на деле знатного ловеласа, барина и судовладельца Паратова. Лариса, будто юная Ассоль, разглядела у его «Ласточки» алые паруса, доставившие ей из далёких краёв благородного принца на белом коне, дабы увёл он её в даль светлую от обрыдлой серой жизни, к которой матушка принуждала её приноравливаться, будучи любезной с потенциальными женихами. Лариса идеализировала и романтизировала образ Паратова, но при всём том его финансовая состоятельность, несомненно, добавляла ему сексапильности. Судьба Ларисы могла бы сложиться, как и у многих других, некогда наивных девушек, но Островский определил ей иной путь, превратив её в аллегорию дворянства. Как бы не пытался убедить зрителя Никита Сергеевич Михалков в том, что его Паратов питал искренние чувства к Ларисе, но зритель, знакомый с пьесой, знает и его жизненное кредо — «У меня ничего заветного нет, найду выгоду, так всё продам, что угодно». Оттого и нет веры его крокодиловым слезам, выступающим в нужный момент, а после вновь «В глазах. как на небе светло…» Все его действия во второй половине картины объясняются его же словами: «У меня такое правило — никого и ничего не прощать» и никакой лирики. Она неуместна для обольстителя 80-го левела. И наконец, центральная фигура, олицетворяющая собой набирающий силу вместе с буржуазией класс чиновничества, — Карандышев. При всей мотивированности действий ничего иного, кроме чувства омерзения он не вызвал. Казалось бы, заветная цель достигнута, так бери её в охапку и вези «в деревню, в глушь…», живи с любимой в этой пасторали, предаваясь любовным утехам. Но не затем терпел он 3 года, заткнув до поры собственное эго в укромный уголок. О любви здесь и вовсе разговора быть не могло. Лариса для Карандышева лишь проходной билет в высший свет общества, дающий надежду на карьерный рост, ради которого он сносил все унижения, будучи при этом человеком насквозь фальшивым, завистливым и жадным, с весьма извращённым умом. Просто идеальный портрет чиновника, напомнивший гоголевского Чичикова. Скорее всего и деревня Карандышева, в которую так рвалась Лариса, существовала лишь на бумаге, купленной по дешёвке у заезжего афериста, подобно фальшивому бургундскому. Время показало, не столько буржуазия, сколько продажное чиновничество стремится примерить на себя кафтан «новой русской элиты». Вот только «Не по Тришке кафтан». Финальная сцена символична, если подходить к ней в свете вышеизложенного, а не ограничиваться принципом — что вижу, о том пою. Необходимо отметить, что Рязанов сместил акценты, значительно изменив финал, к тому же сделав его чересчур театральным. Цыгане в нём смотрятся откровенно банально, словно напевают песенку «А жизнь продолжается». В итоге кино получилось немного о другом, что несколько смазало общее впечатление от просмотренного.

    «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. И хорошего ювелира». Такой оправой стали замечательные песни, на столь же прекрасные стихи, перекликающиеся с темой фильма. Недурен и ювелир — Эльдар Рязанов. Но всё же, один вопрос так и остался без ответа. Что за нужда заставила уложить Ларису в постель к Паратову, чего и в помине не было у Островского, разве осовременить — синоним слову опошлить? Возможно, эта сцена предназначалась зарубежному зрителю и была призвана показать, что секс в СССР был, причём задолго до его возникновения. А если серьёзно — не приставайте к художнику, он так видит.

    4 мая 2014 | 01:48

    Хочется отдать честь такому великому, во истину великому человеку и режиссеру Эльдару Рязанову! Все, подчеркиваю, все его фильмы — это буря эмоций, это восхищение и восторг! Восторг от того как можно показать все то, что не возможно показать! Я бы сказала, что в фильмах этого мастера все невозможное становится возможным!

    Теперь вернемся непосредственно к самому фильму «Жестокий романс». Начну по порядку, фильм был снят 30 лет назад, а то не шуточное количество времени. Фильм являет собой экранизацию пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Хотелось бы сказать, что Островский в свое время, еще в 19-м веке, сделал огромный вклад для развития театрального искусства, по этому не случайно, что Эльдар Рязанов взял за основу своего фильма именно пьесу Александра Островского. Скажу еще, что, кто не видел Островского в действии, то очень рекомендую посмотреть его на сцене театра, это бесподобное зрелище.

    Наконец-то медленно, но уверенно я подбираюсь к оценке самого фильма. Рязанову удалось на одной съемочной площадке собрать всех звезд кино: Алиса Френдлих, Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алексей Петренко, Виктор Проскурин. Они сделали фильм, от которого мурашки бегут по коже, а в голове не укладывается как такое вообще возможно. Потому что когда ты смотришь этот фильм, ты погружен в события, ты слышишь дуновение ветра, ты чувствуешь запах пьянящего вина, ты видишь любовь вокруг, и ненависть ты тоже видишь.

    Режиссер подошел к вопросу очень детально. Детали тут превыше всего, ведь по сути весь фильм это набор взглядов, то что герои говорят друг другу не имеет никакого значения, потому что действия фильма разворачиваются в 19-м веке, и надо сделать большую поправку на то время, ведь тогда были другие нравы и другие ценности. Никто из герое, если обратить внимание, не говорит в лицо то, что он на самом деле думает о другом. По этому фильму следует выделить время и всматриваться в лица героев, не слушая о чем они ведут речь, хотя речи и разговоры их поистине захватывающие. Но значение имеют взгляды главных героев, то как они любят или ненавидят друг друга, то как страстно они хотят друг друга любить или убить… В этом и есть драматизм переживаний! Всем рекомендую к просмотру этот шедевр!

    24 февраля 2014 | 01:05

    Я люблю поздние пьесы А. Н. Островского. Они все о любви. Причём эта любовь существует в жестоком мире, где правят одни лишь деньги. Да, возвышенным и искренним чувствам не место в этом мире корысти, их безжалостно растаптывают, но, тем не менее, даже в таких обстоятельствах эти чувства могут возникнуть. И тем прекраснее они будут жить, и тем трагичнее они будут умирать вместе с человеком…

    «Бесприданница» — одна из моих любимых пьес. И «Жестокий романс», как экранизация данного произведения, меня не разочаровал. Спасибо Эльдару Рязанову за это. И, конечно, нельзя не отметить гениальный актёрский состав.

    Очень понравилась Алиса Фрейндлих в роли мамы Ларисы. Признаюсь, как персонаж пьесы, она мне представлялась иначе. Но в фильме героиня предстала передо мной, как любящая мать, а не просто как женщина, одержимая желанием поскорее выдать дочь замуж. Всё-таки Фрейндлих очень умело смягчила этот образ. Прекрасная актриса!

    Кнуров и Вожеватов предстали передо мной, точно из книги. Алексей Петренко и Виктор Проскурин потрясающе справились со своей задачей, и удачно воспроизвели своих героев.

    И, конечно, любовному треугольнику Паратов — Лариса- Карандышев отдельные аплодисменты!

    Лариса Гузеева очаровательна в роли Ларисы. Её проникновенный и ясный взгляд, её улыбка, её песни, её слёзы — всё заставляло переживать за героиню, всё находило отклик в моей душе.

    Андрей Мягков великолепно вжился в сложный образ Карандышева. Я очень уважаю этого актёра, поэтому насчёт него не было никаких сомнений. Я знала, что Мягков справится с этой ролью. Он гениально передал образ униженного и, по сути, жалкого человека Карандышева, стремящегося к любви, но и к долгожданному уважению к его персоне, дабы потешить наконец уязвлённое самолюбие.

    Никита Михалков в роли Паратова покорил меня излучающим обаянием, дерзостью и уверенностью. В книге этот персонаж вызывал во мне однозначные отрицательные чувства. Но игра Михалкова заставляла меня иногда даже усомниться в абсолютной лживости и притворности его чувств. А его слёзы при объяснении с Ларисой натолкнули меня на мысль «Может быть всё-таки… любил он её?» Но всё же его поступки и жестокие слова в финале доказывают обратное. А ведь мелькнула же у меня эта странная мысль! Вот что значит — талантливый актёр. Что ж… Тем сильнее было разочарование в Паратове, как и во всех других героях.

    Все они погубили Ларису духовно, а Карандышев, который единственный мог спасти её, увезти подальше от этого расчётливого мира, он выстрелил в неё и убил окончательно.

    Самолюбие! Вы только о себе. Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?

    К сожалению, эти слова Ларисы никем не были услышаны. Паратов был горд тем, что Лариса его любит, несмотря на то, что выходит за другого. Карандышев был горд тем, что, несмотря на то, что Лариса его не любит, она всё равно предпочла его в качестве спасительной соломинки. Каждый был по-своему счастлив. Кроме Ларисы. Ведь её никто по-настоящему не любил.

    А что такое счастье? Насыщенная гордость. — говорил Михаил Юрьевич Лермонтов и был во многом прав…

    10 из 10

    10 октября 2011 | 20:38

    «Жестокий романс» — бесценная жемчужина советского кино. Удивительный, волшебный, неповторимый и такой музыкальный. В нем все кипит, живет, переливается всеми цветами радуги. Влюбилась в него с первого просмотра. Фильм пробуждает массу эмоций, противоречивых чувств. Фильм рассказывает о печальной судьбе девушки из бедной семьи, чьи мечты и грезы разбились, столкнувшись с суровой жизненной действительностью.

    Лариса (Лариса Гузеева) — хрупкое, кроткое, нежное создание, невероятно красивая и очаровательная девушка, умеющая любить, мечтающая о любви, о тихом семейном счастье. Она не вписывается в жестокий мир действительности, где правят деньги, низменные человеческие страсти, ложь. Разочаровавшись в любви, она решает выйти замуж за Карандышева, но вновь ошибается. Увы, для него она — всего лишь красивая вещь, приобретением которой можно похвастаться перед знакомыми. Остается лишь роль содержанки, от которой её избавляет выстрел Карандышева. Для Ларисы смерть — спасение от роли дорогой игрушки, избавление от мук, от дальнейших разочарований. Она благодарит своего убийцу за свою смерть.

    Паратов (Никита Михалков) — красивый, мужественный, неподрожаемый, уверенный в себе мужчина, чье появление ставит на уши весь город. При всех его недостатках в него невозможно не влюбиться. Замечательная игра Никиты Михалкова.

    Потрясающее исполнение ролей второго плана: Андрей Мягков, Алиса Фрейдлих, Алексей Петренко.

    «Жестокий романс» — яркий пример, когда экранизация превосходит само произведение. Сама пьеса понравилась, но не произвела столь сильного впечатления, как её экранизация. Фильм немного отходит от произведения, но в нем замечательно передана атмосыфера того времени, хорошо показаны нравы и обычаи купечества.

    Замечательный фильм, потрясающие актеры, чудесные, незабываемые романсы, отличная работа режиссера!

    10 из 10

    10 июля 2011 | 20:42

    «Бесприданницу» Островского, признаюсь, читала не с особым вниманием. Все время что-то отвлекало или, бывало, самой не хотелось. После прочтения мне уже хотелось побыстрее закрыть книгу, поставив галочку, не более того. Пьесы я никогда не любила, а потому после прочтения «Грозы», следующее произведение писателя я читала с меньшим интересом и энтузиазмом. Слишком классический сюжет, уже давно затертые до дыр истины, от которых уже не ждешь чего-то нового.

    «Жестокий романс» мне хотелось посмотреть только для того, чтобы иметь более яркое представление о произведении. Оказалось, этот фильм сделал для меня гораздо больше.

    Я искренне восхищаюсь советскими фильмами и по-настоящему их ценю, каждый, что я смотрела. Но этот фильм заставил меня заново взглянуть на советское кино. Этот фильм смог кардинально изменить мое мнение о пьесе. Совершенно в иную сторону. Потому что, ручаюсь, вы не сможете понять эту историю, не посмотрев фильм. До него мне легко было рассуждать логично о том, как и что следовало сделать тому или иному герою. Признаться, я осуждала Ларису. Я осуждала ее за неумение сдерживать себя, свои чувства, за то, что она не могла принять жизнь такою, какая она есть. Но фильм помог мне открыть глаза на многое.

    Как говорили многие, это психологическая драма. Действительно, это так. Но как же легко было рассуждать, не видя всей ситуации, так скажем, в глубине, в ее сущности. Ларису нельзя осуждать. Она, в первую очередь, женщина. Она способна полюбить, она может поддаться мгновенным порывам, вызванным ее чувствами. И если взглянуть на ситуацию трезво, у нее просто не было другого выбора. Она сделала так, как сделала бы наверняка на ее месте любая другая девушка. Другое дело, что обстоятельства всячески вставали против нее. Она была просто их жертвой. Корыстное окружение, предательская любовь, надоедливый жених — далеко не каждой суждено это пережить.

    Сухой текст, состоящий только из фраз и почти без текста, не способен по-настоящему передать этот взгляд, эти слезы, эти чувства, — ничего. Только искусная рука мастера слова или в данном случае действия (режиссера) способна показать реальную картину событий. И это один из тех редких случаев, когда фильм, по крайней мере по моему восприятию, значительно превосходит книгу. При всем моем уважении к А. Н. Островскому, искусство так передать эту историю, что она смогла, вместо равнодушия, защемить мне сердце, когда я видела это состояние отчаяния в глазах героини, знала, что ее ждет, я сама не смогла сдержать чувств, великий советский режиссер Эльдар Рязанов смог по-настоящему передать эту историю так, как ее нужно было передать.

    Все — от музыки до каждого кадра было проделано идеально. Не говоря уже об актерском составе, который просто вызывает восторг. Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих — это просто золотой состав, еще и с великолепной режиссурой и сюжетом. Идеальный фильм того времени, да и нашего тоже. Честно, даже не предполагала, что советский фильм будет способен так меня впечатлить.

    10 из 10

    16 ноября 2010 | 14:27

    Я смотрю этот фильм с детства. Примерно раз в год.

    Каждый раз я смотрю его как в первый раз, потому что моя внутренняя реакция совершенно отлична от предыдущей, но все-таки каждое новое впечатление не отрицает предыдущие, а дополняет. Можно сказать, что с каждым разом я познавала то, что было доступно моему сознанию, и видела то, что соответствовало моим ценностям, приоритетам, жизненному опыту и мировоззрению.

    Вчера, когда я в очередной раз посмотрела Жестокий романс — на меня снизошло озарение, если можно так выразиться. Свершилась кульминация всего того, что я собирала по частицам, проведя много лет с этим фильмом.

    В детстве, будучи юной девушкой, конечно же Панкратов был моим идеалом, я видела только его в этом фильме. Его харизма, магия, притягательность, взгляд, размах не могли оставить меня равнодушной — я была влюблена в него.

    Со временем я стала понимать Ларису, ее чувства, ее Любовь, но все-таки в моем сознании она оставалась жертвой этой трагической истории. А Панкратова я стала ненавидеть и, наконец, узрела за внешним лоском жестокого, закрытого, мстительного человека, потеряв при этом все предыдущее положительное восприятие его.

    Герой Мягкова всегда вызывал сострадание, жалость и отчасти омерзение, а отчасти мне, не знаю почему, было стыдно за него, а иногда смешно… До чего доходит человеческая глупость и чудовищная неуверенность в себе, которая принимает уродливые формы, которые мы могли наблюдать в поведении героя Мягкова.

    Все остальные герои несомненно тоже достойны внимания, но они как-то сразу предстали передо мной в своем полном, законченном виде.

    Вчера просмотр этого фильма произвел на меня необыкновенно сильное впечатление… Лариса предстала в этой истории совершенно в новом свете для меня. Она перестала быть жертвой. Те, кто способен на такую Любовь — не могут быть жертвой… Потому что Любовь всегда побеждает. Пусть не сразу, но всегда, в конце концов. Вчера я впервые задумалась, а что могло случится потом с теми, кто был причастен к ее убийству. Вы не задумывались об этом?

    И если бы ее Любовь и Смерть в конце концов послужили бы толчком к великим мучениям, страданиям, очищению и освобождению в конце концов от кандалов и пут равнодушия, жестокости, убогости тех, кто участвовал в этой жизненной драме — то тогда бы ее Жизнь, Любовь и Смерть были великим незримым подвигом…

    Собственно, в таком свете я вчера и увидела эту драму.

    Любовь убивает, Любовь оживляет, Любовь трансформирует, Любовь освобождает, Любовь очищает… И она никогда не проходит бесследно. Любовь выжигает все на своем пути и в конце концов достигает своей наивысшей цели.

    И еще — лучше Жить, Любить и Умереть так как Лариса, чем быть живыми мертвецами при жизни.

    Не зря фильмы Рязанова сопровождают нас порой долгие, долгие годы. В них вложена Душа, а она, как известно, не имеет возраста и не подвластна времени. И именно на фильмах Рязанова когда-то давно в моем детстве была основана моя большая любовь к киноискусству, ровно, как и высокие требования к нему.

    Но я все же чувствую, что моя история с этим фильмом не закончена, не смотря на многократные пересмотры и всевозможные переживания. В такие фильмы ныряешь, ныряешь, но никогда не достаешь до дна.

    30 января 2009 | 17:04

    Не могу сказать, что являюсь поклонницей таланта нашего небезызвестного драматурга А. Н. Островского. Ни «Гроза», ни «Бесприданница» оставили во мне не так много эмоций (честно говоря, после этого не хотелось знакомиться с другими произведениями, хотя, возможно, это моя ошибка)… То ли пьесы предназначены только для театра, а к прочтению стоит относиться осторожно, то ли понимание драматургии — не мой конек. Однако, несмотря на это, фильм «Жестокий романс» не прошел мимо меня, и теперь я попытаюсь объяснить свои чувства, вызванные сим творением нашего небезызвестного режиссера Э. Рязанова.

    Быть может, предыдущие строки покажутся пессимистичными, но после просмотра картины у меня сложилось вполне неплохое впечатление. Во-первых, как мне кажется, удачна была ретроспектива: нам показывают развитие отношение Ларисы и Паратова (об этом в пьесе мы узнаем только из разговоров да намеков). Для человека, который не читал пьесы или подзабыл ее содержание — это очень неплохая подсказка. К тому же, режиссер сумел внести свое видение событий, не отраженных в книге. Во-вторых, безумно порадовал актерский состав, пожалуй, лучше нельзя было найти: Н. Михалков, А. Мягков (к слову, Карандышева я представляла отчего-то именно как Мягкова), Л. Гузеева, Л. Фрейндлих, А. Петренко, В. Проскурин. В общем, здесь были собраны если не первые величины советского кинематографа, то, как минимум, талантливые артисты. В-третьих, атмосфера произведения была передана достаточно хорошо: дом Огудаловых, отношения между героями, жизнь в городе. Да и серьезных отступлений от текста, а также «вставкой» или «вырезкой» эпизодов, которые никак не вписываются ни в логическую структуру пьесы, ни в сам фильм не было. Это действительно большой плюс, учитывая, как современные постановщики «играют» с произведениями, экранизируя их.

    И тем не менее, фильм имеет свои недочеты, начиная от чисто технических (извините, но голос Каменковой никак не подходит к голосу Гузеевой, так что явно ощущается, что поет другой человек) и заканчивая вполне серьезными. Если первые полтора часа фильма я наблюдала действительно блестящую актерскую игру и другие прелести, то заключительные сцены заставила меня разочароваться. Во-первых, во время званного обеда А. Мягков из Карандышева превращается в Женю Лукашина из «Иронии судьбы». Быть может, у меня и не должно было возникнуть подобного ассоциативного ряда, но просмотр каждый Новый год «Иронии судьбы» и «пьяный» А. Мягков вызвали именно его. Во-вторых, финал картины был… слабоват. То ли актеры переутомились, то ли не прочувствовали до конца, но я не прониклась болью Ларисы и освобождением от нее после выстрела Карандышева.

    Тем не менее, экранизация (или постановка?) получилась достаточно качественной и добротной. Вспомним же слова Паратова: «у всякого свой вкус: один любит арбуз, другой свиной хрящик».

    7 из 10

    11 мая 2014 | 17:25

    Пьеса Островского — это драма характеров. Именно персонажи предают сюжету неожиданные повороты. Именно их поступки приводят действие к трагической развязке. Рязанов подобрал талантливейших актеров, которые смогли глубже, социальнее играть свои роли. Никита Михалков — Паратов в «Жестоком Романсе» показал своего героя, несомненно, человеком ярким, широким, обаятельным, сильным, талантливым, смелым, но лишенным цельности и поэтому способным на безнравственные поступки.

    Именно для этого, чтобы показать размах Паратовской натуры, в «Жестоком Романсе» вводят сцену прогулки на «Ласточке», где огромный пароход обгоняет «Святую Ольгу», эпизод, где Паратов подставляет себя под пулю заезжего офицера, а потом выстрелом выбивает из рук Ларисы часы (У Островского монету). Особенно сила любви к Ларисе была, по-моему, очень выразительно сыграна актером в последней сцене, в каюте, где Паратов отказывается от Ларисы ради нелюбимой невесты с золотыми приисками. Отсюда видно, что деяния Паратова, придуманные автором, исходят из сути его натуры, соответствуют его характеру. И Никита Михалков достойно справляется со своей задачей.

    Огудалова. Чтобы представить себе исполнительницу ее роли, давайте вдумаемся в каких жизненных обстоятельствах она существует. Смерть мужа, случившаяся несколько лет назад, оставила вдову без средств к существованию. А на руках — три дочери — бесприданницы. Надо устроить их жизнь. Вот она и занимается этим. Нет, Огудалову нельзя назвать «глухой» к человеческим переживаниям, она совсем не монстр, а, скорее, несчастная мать, женщина, затравленная обстоятельствами, загнанная жизнью в тупик. Она вертится, хлопочет, унижается, бьется как рыба об лед, попрошайничает у богатых знакомых, тем самым, устраивая жизнь дочерей. Огудалова поражает своей духовной слепотой, непониманием истинных человеческих ценностей. Наверное, именно желание отразить совокупность всех этих качеств побудило Рязанова пригласить на эту роль блистательную Алису Фрейдлих.

    Роль Карандышева исполняет Андрей Мягков, актер привлекательный, в котором одновременно существуют как положительное, так и отрицательное обаяние, что очень важно для исполнения роли Карандышева. Он презирает миллионщиков, завидует толстосумам, страстно желает быть с ними на равных. Да, Карандышев любит Ларису. Но он обладает сильным самолюбием, амбициозностью. Карандышев «маленький человек», но он достаточно симпатичен, ведь поначалу не испытывает к нему отвращения. Игра А. Мягкова была удачной, возможно в связи со сходностью его характера с характером Карандышева.

    А что же можно сказать о Ларисе? Красивая девушка, очаровательный, экзотический цветок. Вокруг нее водятся мужчины, надеясь выиграть этот приз. Лариса — существо созданное для любви, главное ее призвание любить и быть любимой. Она лишена хитрости и изворотливости, как ее матушка. Лариса простодушна. Но она не идеальна. Лариса способна ради любви на любую жертву, но одновременно ужасающе эгоистична. Но именно эта любовь преображает ее, делает личностью. И растаптывая это ее качество, окружающие уничтожают ее саму.

    Роль Ларисы Огудаловой сыграла молодая актриса Лариса Гузеева. Она молода, красива, возможно, очень эмоциональна и отдается своей работе с головой. Что особенно заметно в печальных, трагических сценах. Она смогла четко передать образ своей героини, может потому, что Огудалова была близка Ларисе Гузеевой.

    Не менее важны фигуры Кнурова и Вожеватова, которые талантливо сыграли А. Петренко и В. Проскурин, Робинзона — Георгий Бурков — который спаивает Карандышева во время обеда и он же сообщает Юлию Капитоновичу о том, что Кнуров и Вожеватов «разыграли» Ларису в орлянку. Как мне кажется, весь актерский состав справился со своими ролями замечательно, передавая характеры и сущность героев с полной ответственностью и старанием.

    И все же, «Жестокий Романс» — это удача или поражение? Как же этот фильм может быть поражением, если смотря, его ты не замечаешь окружающего Мира, становишься соучастником происходящего, переживаешь за героев, словно они тебе родные люди, судьба которых тревожит тебя и заставляет биться твое сердце сильнее и сильнее. А в конце фильма на твоих глазах наворачивается слеза, точно также, как после прочтения самой драмы Островского «Бесприданница». Именно поэтому я считаю, что фильм «Жестокий Романс» является огромной удачей в его творчестве, что не могло бы быть столь замечательного режиссера — отца картины.

    23 апреля 2010 | 13:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    подробнее
    Записи в блогах
    8-10 июля
    08.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-10 июля
    Не кормят баснями Ягоду! (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Никаких добрых делNo Good Deed24 250 283
    2.История дельфина 2Dolphin Tale 215 873 397
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8 102 358
    4.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles4 855 136
    5.Типа копыLet's Be Cops4 378 297
    12.09 — 14.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil63 140 639
    2.Типа копыLet's Be Cops41 054 874
    3.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars35 441 844
    4.СигналThe Signal25 066 791
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy23 286 504
    04.09 — 07.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 301 421909 248
    Деньги315 472 529 руб.214 609 767
    Цена билета242,41 руб.2,63
    04.09 — 07.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    175.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.152
    176.Военный ныряльщикMen of Honor8.152
    177.Апокалипсис сегодняApocalypse Now8.149
    178.Ледниковый периодIce Age8.148
    179.Пока не сыграл в ящикThe Bucket List8.146
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.МордекайMortdecai92.82%
    27.Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones92.81%
    28.Охотник на лисFoxcatcher92.80%
    29.Американский снайперAmerican Sniper92.80%
    30.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.79%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Судья ДреддJudge Dredd47
    ПолеThe Field1
    Особые мертвецыSpecial Dead2
    Криминальное чтивоPulp Fiction253
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.177
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.093
    Корпоратив
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.349
    Человек ноябряThe November Man
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    Дружба и никакого секса?What If02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры