всё о любом фильме:

Жестокий романс

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Александр Островский
директор фильмаЛазарь Милькис, Людмила Захарова
операторВадим Алисов
композиторАндрей Петров
художникАлександр Борисов, Наталья Иванова
монтажВалерия Белова
жанр драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  22 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время137 мин. / 02:17
Безжалостен и жесток мир, в котором правят деньги, где все продается и покупается, в том числе совесть, красота, любовь.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница».
    • Фильм демонстрировался в прокате в виде двух серий.
    • Андрей Мягков едва не погиб на съемках. В одном из эпизодов ему пришлось подплыть на лодке слишком близко к старинному пароходу. Лопасти судна образовали на воде воронку. На глазах съемочной группы лодка с актером сгинула в пучине реки. К счастью, через несколько минут над водой появилась голова Андрея Мягкова. Каким-то чудом он уцелел и выбрался на берег без единой царапины.
    • В фильме снимались пароходы «Спартак» и «Володарский».
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1985 году.
    • «В роли» железнодорожного вокзала выступило здание Костромского театра кукол.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 252 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Кинокартина великого советского режиссёра Эльдара Рязанова потрясла меня до самых глубин сознания! Было даже, ходил я и канудил: вот бы посмотреть такой какой-нибудь фильм, чтобы аж «ууух!»… И я его таки нашёл… этот фильм…

    Чего греха таить, пьесу Александра Островского «Бесприданница» я не имел чести читать, а теперь не имею времени… Другие экранизации по произведению классика я тоже не глядел… Но «Жестокий романс» Эльдара Рязанова — это всевеликое кино!!!

    С одной стороны, несколько стыдно, что я этот фильм посмотрел лишь намедни, но с другой стороны, — я-то его всё-таки посмотрел! Я давно его для себя наметил в моём неписаном списке. И вот добрался.

    Ещё парочку наблюдений до просмотра… С кем ни общался, все как-то путали названия «Служебный роман» и «Жестокий романс». Начав изучать и это, и то, я лишь обнаружил, что и там, и здесь играют Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих!.. Кроме этого факта (ну и кроме несколько созвучного названия) эти фильмы ничего не связывает. Теперь уже, зная о чём в «… романсе», я бы его скорее сравнил с фильмом «Табор уходит в небо», да и то по духу.

    Нача же просмотр, меня несколько стопорнуло то, что события идут конца XIX в. Мне просто не по духу тот антураж. Но это было незначительным аргументом. В атмосферу меня ввергло достаточно быстро. А ведь накануне я увидел пару кадров в передаче «Угадай кино». Концовка лично для меня оказалась безнадёжно испорчено варварским спойлером от коллеги по работе… Но то всё уже в прошлом…

    Перед нами светская знать. В большом почёте видная семья Огудаловых, лишившаяся главы. Харита Игнатьевна (А. Френдлих) выдаёт неудачно старшую дочь. Младшую же пытается пристроить. Младшую — Ларису Дмитриевну — блестяще изобразила Лариса Гузеева. Кто бы что ни говорил.

    Наполненный цинизмом и полным отсутствием положительных героев фильм, демонстрирует историю, которая закручивается не самым красивым образом для всех персонажей.

    Лариса Дмитриевна влюблена в Паратова, который, по сути повеса в исполнении Никиты Михалкова. И к слову, в безупречном исполнении! За Ларисой безнадёжно ухлёстывает Карандышев - Андрей Мягков. Который даже фамилии высокой не имеет, но всё рвётся выправить родословную благодаря женитьбе на Ларисе Дмитриевне.

    Будут и ещё персонажи. И всё идёт таким чередом и переливается с такими красками и композициями, песнями (преимущественно — романсами), что сидишь с открытым ртом и жадно ловишь каждый кадр.

    А ещё здесь есть место прогулке на пароходе «Ласточка»! А также авантюрам и предательству.

    А романс ведь и вправду жесток!.. С превеликим удовольствием я его посмотрел и уже неделю под впечатлением. А песня «Мохнатый шмель» всё не выветривается из моей головы. Ведь, идя с кадрами видеоряда, она усиливает эффект от самой себя!

    Всем, кто по какой-то из причин не посмотрел «Жестокий романс», я настоятельно рекомендую его к просмотру!!! Сам же ещё не раз его пересмотрю…

    10 из 10

    23 июня 2016 | 21:39

    Мысль о том, что за сто лет отечественная история описала нечто вроде круга, а потому классическая русская литература куда понятнее нам, нежели нашим советским родителям, не столь бредова, как может показаться на первый взгляд. Реалии низких числ, безусловно, на нашей стороне: в наших глазах сто тысяч рублей, которые швыряет в печку инфернальная женщина Настасья Филипповна — это не какая-то абстрактная пачка засаленных «катенек», а вполне конкретные полтора миллиона долларов в пересчете по паритету покупательной способности, означающие потенциальную независимость, восстановленное доброе имя, возвращение к достойной, без стыда и унижений, жизни. Поэтому поступок Настасьи Филипповны кажется нам безумным, и мы, в отличие от Пырьева, не видим в нем ни красоты, но широты богатой русской натуры — совершенно, кстати, справедливо не видим. Вообще трендом развитого социализма было изображение девятнадцатого века как века галантного, чуждого всего насущного — на первый план любой костюмной драмы неизменно выходили кудри, бачки, собачки, кружевные оборки, аглицкие сады с каскадными прудами, ампир поместий князей Юсуповых. И это закономерно: по опросам журнала «Советский экран», более девяноста процентов аудитории экранизаций золотого века русской классики составляли женщины в возрасте от тридцати и выше (тот именно предельно задействованный в общественной жизни сегмент, который самоидентифицировался как «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик»). В кино эти женщины шли, в основном, за тем, чтобы им сделали красиво, их ожидания надо было оправдывать — оттого практически из любой литературной основы тщательнейшим образом извлекалась и ставилась на романтические котурны любовная линия, все же социальные конфликты пускались фоном. В красивость нездешних чувств-с актеры зачастую облачались как во фраки и кринолины, мало заботясь о том, что персонажам их вольготно разве что в мире Несбывшегося — так невозможно благовоспитанны и бестелесны они выходили в сравнении с неприглядной современностью. А благовоспитанность у нас, увы, исстари рифмуется, а то и отождествляется с благородством: как говорится, «если вы выпрямитесь на стуле, не касаясь спинки, и сорок раз повторите слова «призмы, пилигримы», сатана отыдет от вас».

    В особенности бутафорен был мир главного из отечественных драматургов, сто лет каменеющий на сцене Малого, под зорким глазом великих старух и театральных мастодонтов, — мир, целиком состоящий из Фрол-Федулычей, зипунов с армяками, бород лопатой, словоерсов и ваш-степенств. Поход в театр на Островского воспринимался, разумеется, не как паломничество за узнаванием себя в былом, а как одна из форм эстетического эскапизма. Щегольство владения тросточкой, сочное воспроизведение замоскворецкого аканья или зычного рыка купчины толстопузого неизменно вызывали у зрителя куда больший эмоциональный отклик, нежели переживания персонажей. Так, единственной по-настоящему живой, то есть с чувством настоящей актерской вовлеченности произнесенной фразой пафосной, дорогостоящей, народными артистами напичканной «Последней жертвы» не самого последнего советского режиссера Петра Тодоровского стала искренне возмущенная реплика героини Ольги Науменко: «А коли вы бедняк, какое вы имеете право на африканскую к себе страсть?» За одну эту реплику Рязанов приметил и приспособил в хозяйстве хорошенькую и меркантильную Науменко: в том же году она сыграла у него Галю, невесту Жени Лукашина; эта же реплика стала ключевой в деле приспособления Островского к духовным нуждам момента. Поскольку таки да, деньги — это главный из островских персонажей, но только трагедии громких, с пулями в лоб, банкротств и разорений, пускаемых с молотка невинных дев и бездомных, нищенствующих актеров — за абсолютной их невозможностью в мире брежневского застоя — неизменно пролетали мимо зрительского нерва. Уязвляли его лишь ситуации всем знакомого советского глума, когда на жизнь хватает, а на образ жизни — нет, когда давит быт, идет мокрый снег, а вставать на работу нужно ровно в шесть по будильнику. Редкую из женщин той эпохи можно было бы оскорбить, разыграв ее в орлянку (иная и польщена была бы), куда чаще рядом находящийся мужчина смертельно, непростительно унижал её тем, что жалок, нелеп, не может дать отпор нахалу, смехотворно амбициозен, не умеет брать взятки и иначе шустрить для того, чтобы разнообразить надоевший ежедневный рацион — тем, словом, что с ним серо и кисло, что за него до слез стыдно перед окружающими, а он ещё трепыхается, ещё на что-то претендует — нет бы уползти в тихий уголок и там умереть, никому не мешая. Хотелось такого, чтобы, когда ждешь автобуса — в слякоти, да на одиннадцатисантиметровых каблуках и в светлом пальто — подъехал в авто, переодел в манто, повез уживать в «Узбекистон». Шедевр из «Бесприданницы» у Рязанова получился именно потому, что он это учел и беззастенчиво на этом сыграл.

    Главной жертвой у Рязанова становится Карандышев, сыгранный Мягковым в ключе совершенно достоевском — как маленький, забитый обстоятельствами и оттого болезненно самолюбивый человек. Главным нервом сюжетного действа — то, как денежные тузы и примкнувшие к ним в поисках разнообразных выгод авантюристы походя, шутки ради, глумясь и улюлюкая, опустили, растоптали, раздавили достоевского маленького человека. Парадоксом и, по логической цепочке, секретом успеха — то, что зритель считает: а и поделом. Ибо ситуация представлена под таким углом, что даже подлец Паратов вызывает у публики понимание и сочувствие — ещё бы: блестящий барин, судовладелец, пляшет с цыганами, братается с бурлаками, кидает в грязь соболя, въезжает в ресторацию на белом коне, охмуряет барышень похабными песенками. О других и не говорю — там благоговение перед выигравшими либо острая жалость к поставившим на кон и проигравшим, ибо тузы — белы и вальяжны, Лариса — хороша собой, а в маменьке Огудаловой-Фрейндлих видна пусть и захудалая, но бесспорно аристократическая порода. Все они эстетически предпочтительнее Карандышева, у которого несвежие подмышки и, скорее всего, пахнет изо рта. Рязанов как может, облегчает зрителю муки (без)нравственного выбора, делая его соучастником унижения Карандышева ещё и за счет невероятной красоты, разлитой в созданном им мире. «Жестокий романс» — красивейший фильм Рязанова и один из эстетических эталонов отечественного кино. Левитановские пейзажи верхней Волги, пронзительный или рассеянный свет над рекой, белоснежный пароход, упругие шелка, трогательные романсы, наконец, лизтейлоровская фактура молоденькой Гузеевой, которая, даром что совсем ещё не умеет играть (нетрудно заметить, как старательно подставляют ей плечи то один, то другой из корифеев актерской команды), — умопомрачительно хороша со своими фиалковыми глазами, натуральным румянцем, сильной и гибкой фигурой… Как там у Пастернака? «Но в жизни красоты как раз и крылась жизнь красавиц. Но их дурманил лоботряс и растлевал мерзавец». Правда, к чему приведет потакание подобным соблазнам, зритель из 84 года не мог себе представить и в страшном сне.

    11 ноября 2014 | 13:45

    Этот фильм меня удивил. Я, конечно, привыкла к полусумасшедшим персонажам у Достоевского, к привычке классиков высмеивать человеческие пороки. Этот фильм полон порочных людей. Богачи самонадеянны, бесчувственны и пусты, цыганам вообще всё до лампочки, лишь бы напиться, да денег от барина получить. Казалось бы, что нам стоит взглянуть в сторону человека, обделенного богатством и знатностью, — Карандышева, но и он убог. Иной раз надеешься, что сейчас он изменится и станет героем, но нет, кроме больного самолюбия в этом человеке нет ничего.

    По всей видимости, героем должна быть Лариса. Но как героиней может быть слабая, никчемная женщина, все мысли которой заняты только мужчинами? У нее, конечно, очень красивые глаза и улыбка, но этого мало. Пьесы, честно признаюсь, не довелось прочитать. Но в фильме не показано ни разу, как Лариса занимается хоть каким-нибудь делом, хотя бы вышиванием или чтением. Нет, только инстинкты и эмоции управляют ее поступками. Оправдание ей можно найти: она молода и живет среди людей, которые не могут служить примером. Но опять же ничего героического в ней не ощущается. Хотя ее монолог, который начинается словами: «Да, я вещь…» понравился, очень реалистичный.

    Паратов неприятный мужчина, у него всё на показ, даже чувств настоящих нет, только показные. Хотя пару раз Михалков пытался показать человечность своего героя, но это не вяжется с его остальными поступками. Это хитрый человек. Даже будучи не молодым и лишившись богатств, он имеет наглость соблазнять молодых девушек.

    Почему-то из всех персонажей наиболее человечной показалась мать Ларисы. Она, конечно, озабочена идеей выдать дочь замуж, но это для ее же блага. Главной функции — устроить счастье своих детей — она, конечно, не выполнила. Но видно, что основной причиной тому были финансовые трудности, с которыми трудно совладать.

    А рецензия моя отрицательная потому, что не люблю фильмы (и вообще любые художественные произведения), после которых начинаешь к людям относиться хуже, испытываешь к ним неприязнь. Все-таки в произведении должен быть хоть один по-настоящему сильный и положительный герой, который пытается изменить мир к лучшему, или хотя бы сам ведет себя по-человечески не смотря на обстоятельства.

    17 ноября 2014 | 22:24

    Для меня этот фильм — одна из лучший работ Эльдара Рязанова.

    Просто потому что от души снято, от души хорошо, с размахом. Это кино останется для меня своего рода классикой, которой можно засматриваться хоть пять раз, хоть десять, но оно точно тебе не надоест. Это как прочесть ту же любимую книгу — каждый раз яркие впечатления.

    В экранизации романа или биографии для меня прежде всего важна база для повествования: а именно правильно передать эпоху, время, быт главных героев. У Рязанова — идеально: пароходы, Волга, чайки, немного грусти, тоски, немного щемящей душу неги родной природы. Небольшой дом, обставленный со вкусом, но не богато: две женщины мать и дочь-бесприданница, жизнь людей еще не отвыкших от простой жизни людей при деньгах, но уже понимающих всю бедственность своего положения.

    Алиса Фрейндлих одна из любимейших актрис. И её Харита Игнатьевна разная: женщина научившаяся жить на подачки, сохраняя при этом достоинство, женщина вынужденная устраивать жизнь своих дочерей, пусть и против их воли, женщина которая много обманывает, и пожалуй слишком много внимания уделяет деньгам — но жизнь жестокая, Харита креститься и в очередной раз гворит: «Прости, Господи, не для себя стараюсь»

    Прекрасная Лариса Дмитриевна — самая интересная и сложная роль, самая трагическая и противоречивая судьба. Бедная девушка, которая будто бы и не распоряжалась своей судьбой: с одной стороны мать, с другой стороны сильные мира сего, видящие в Ларисе лишь красивую игрушку. Тонкое, доверчивое сердце в руках циничных и расчетливых людей.

    Карандышев, к таким несомненно не принадлежал: он бы мог подарить Ларисе тихую, безмятежную жизнь где-нибудь в деревне. Но один порок сгубил этого человека — гордыня. Кичился Карандышев тем, чего не было у него: любовью Ларисы, богатством, щегольством, роскошью. Для Ларисы это еще хуже, чем просто обман. Не могла эта женщина смириться с браком с таким человеком. Не могла, и прощальное «спасибо» — ответ.

    Фильм помимо удивительно трогательной, действительно трагической и интересной сюжетной линии имеет достойное музыкальное сопровождение в виде наикрасивейших романсов.

    Моя беда, а не вина — 

    Что я наивности образчик.

    Любовь — обманная страна,

    Обманная страна,

    И каждый житель в ней обманщик.


    Пожалуй эти строки лучшее описание чувств и трагической судьбы Ларисы.

    Смотрите такие фильмы, они по истине прекрасны.

    4 марта 2010 | 17:21

    Не каждый решиться взять на себя экранизацию классики, поскольку это всегда вдвойне рискованно. Ведь перенести на экран всю чувственность, красоту, мудрость великого произведения это очень сложно. Но есть такие гении кинематографа, которые порой снимают картину так, что тебе кажется, будто это сначала сняли фильм, а потом уже кто-то там написал по ней повесть. Эльдар Рязанов один из таких людей. На мой взгляд, ему удалось то, что удается далеко не каждому — сделать фильм лучше литературного произведения. Конечно, это сугубо мое мнение, и я почти уверен, что большинство с ним не согласиться.

    В кино окунаешься с головой. И сопереживаешь героям так, будто это твои знакомые. Ей-богу, мне казалось, что Карандышев, которого бесподобно сыграл Андрей Мягков, мой старый приятель. И как я его жалел! Многие видят в этом персонаже лишь отрицательные качества характера. Такие как острое желание быть на равных с богатыми влиятельными людьми. Но ведь одна из главных проблем образа «маленького человека». И кто бы что не говорил, но мне кажется Карандышев любил главную героиню. И любил безумно! И именно это безумство произрастало из того, что любовь была безответной, как бы бедный Юлий Капитонович не старался.

    Прекрасно играла Лариса Гузеева. Так романтично, воздушно и нежно представила она свою героиню, что кажется, будто это вообще неземной персонаж, который по дикой случайности попал на эту грешную землю, развращенную деньгами, сделками, продажами и покупками, поиском выгоды, со своей бесконечной безрассудной любовью.

    В этом фильме огромную роль сыграл актерский состав. Здесь собрана можно сказать элита советского кино. Как приятно видеть на экране Алису Фрейндлих, Алексея Петренко, Георгия Буркова.

    Такие картины нужно смотреть всем, кто живет в наше скучное время, в которое люди уже начали забывать о том, какая должна быть любовь. Насколько она должна быть искренна.

    Оценка: 9/10

    19 сентября 2010 | 20:28

    Она как заколдованная, эта пьеса. Пока писал и читал отрывки в избранном кругу, признавалась лучшим из написанного. Премьера — провал у публики и критиков в Москве и Петербурге. На два десятка лет забыта и после смерти драматурга почти десять лет успевает пройти, когда Александринский театр решается поставить пьесу с Верой Комиссаржевской в роли Ларисы. Критика снова ругает, но зритель полюбил.

    О первой экранизации 1912 года с Верой Пашенной, доводилось слышать, что памятливые театралы сравнивали фильм с полюбившимся спектаклем и сравнение было не в пользу новодела. Но когда Яков Протазанов 1936-м взялся снимать новую фильму, она поначалу была воспринята в штыки именно по этой причине: Зачем еще? Есть же «Бесприданница`и хорошая, неужто лучше рассчитывают сделать? И встречена картина с Ниной Алисовой была холодно. Снискав, однако, лавры эталонной очень скоро после.

    А в 86-м, к столетию смерти драматурга рязановский «Жестокий романс», который эталон для нас сегодняшних. Сколько копий было сломано вокруг него. Сколько упреков и укоров понеслось. Лариса поет не ту песню в той сцене и другую в другой, зачем было вставлять Киплинга и Цветаеву, когда в пьесе четко прописано: «Не искушай меня без нужды»? Для чего Паратов подтаскивает карету, если нужно кинуть в грязь под ноги Ларисы шубу? И всякое такое.

    Эту экранизацию принято считать чересчур сентиментальной, но где и место сантиментам, как не в истории девушки, которая нашла лучшего мужчину на свете, отдала ему сердце, пережила беспричинную разлуку длиною в год, а решившись с отчаяния на совсем не подходящий брак, встретила любимого снова. На сей раз и репутацию разбив в осколки (с разбитым сердцем социум жить не возбраняет, ему до этого нет дела, до реноме — очень даже есть).

    Я просто хотела освежить в памяти, просмотреть по диагонали. А вместо того зачиталась, уплыла в серую морось пьесы, отчего-то такой она для меня сегодня была. Какие потрясающие диалоги. Как сочны речевые характеристики и точны авторские ремарки. Внутренний ритм и динамика каждого персонажа, вплоть до пройдохи Робинзона и тетки Карандышева создают представление о них, какого иному погонными километрами описательной прозы не добиться.

    Таки Островский — великий драматург.

    P.S. А о шубе в пьесе ничего не говорится (ну. которую в грязь надо было кидать).

    11 марта 2016 | 14:15

    Фильм «Жестокий романс» был снят Эльдаром Рязановым в 1984 году по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Режиссёр сохранил любовный треугольник, придуманный Островским, однако действия героев и часть событий являются, без сомнения, сценарным вымыслом Рязанова.

    Эта история отображает все возможные «виды» любви: любовь, становящуюся смыслом жизни, любовь дружескую, материнскую, любовь к развлечениям, любовь к деньгам, власти, к самому себе. Для героев, любовь становится веской причиной для того, чтобы жить и для того, чтобы умереть. Деньги и чувства — 2 главные проблемы картины. Лариса, любящая Паратова всем сердцем, по неопытности и молодости доверяется ему, и слишком поздно понимает, что была для него лишь развлечением, желанной вещью. А Карандышев, ослеплённый желанием отомстить всем окружающим за годы унижений, не может простить Ларисе её честность и прямоту, её верность чувствам, из-за которых угасла его последняя надежда стать значимым в обществе, и со словами «Не доставайся же ты никому!» убивает Ларису.

    Эта интерпретация пьесы не позволяет произносить в свой адрес критические слова. В каждом кадре картины заметна гениальная «рука» культового режиссёра. Всё, начиная от актёров и до постановки сцен, сделано в согласии с духом времени, которое описал Островский. Не возможно не отметить «чувственное» музыкальное сопровождение, мастерскую работу костюмеров, содержательность и уместность диалогов, которые «пронесли» через себя великие актёры — Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Лариса Гузеева, Никита Михалков, Георгий Бурков, Александр Панкратов-Чёрный.. Примечательно, что все картины Рязанова отличаются безупречным соответствием роли и её исполнителя настолько, что наблюдая за этим актёром в другом амплуа, только и остаётся, что преклонится перед его талантом.

    Я считаю, что этот фильм рассчитан на широкую аудиторию, т. к. абсолютно всем поколениям будет понятна и интересна эта обыкновенная, простая история, снятая гениальным режиссёром и рассказанная нам выдающимися актёрами.

    10 из 10

    14 ноября 2011 | 18:57

    Я смотрю этот фильм с детства. Примерно раз в год.

    Каждый раз я смотрю его как в первый раз, потому что моя внутренняя реакция совершенно отлична от предыдущей, но все-таки каждое новое впечатление не отрицает предыдущие, а дополняет. Можно сказать, что с каждым разом я познавала то, что было доступно моему сознанию, и видела то, что соответствовало моим ценностям, приоритетам, жизненному опыту и мировоззрению.

    Вчера, когда я в очередной раз посмотрела Жестокий романс — на меня снизошло озарение, если можно так выразиться. Свершилась кульминация всего того, что я собирала по частицам, проведя много лет с этим фильмом.

    В детстве, будучи юной девушкой, конечно же Панкратов был моим идеалом, я видела только его в этом фильме. Его харизма, магия, притягательность, взгляд, размах не могли оставить меня равнодушной — я была влюблена в него.

    Со временем я стала понимать Ларису, ее чувства, ее Любовь, но все-таки в моем сознании она оставалась жертвой этой трагической истории. А Панкратова я стала ненавидеть и, наконец, узрела за внешним лоском жестокого, закрытого, мстительного человека, потеряв при этом все предыдущее положительное восприятие его.

    Герой Мягкова всегда вызывал сострадание, жалость и отчасти омерзение, а отчасти мне, не знаю почему, было стыдно за него, а иногда смешно… До чего доходит человеческая глупость и чудовищная неуверенность в себе, которая принимает уродливые формы, которые мы могли наблюдать в поведении героя Мягкова.

    Все остальные герои несомненно тоже достойны внимания, но они как-то сразу предстали передо мной в своем полном, законченном виде.

    Вчера просмотр этого фильма произвел на меня необыкновенно сильное впечатление… Лариса предстала в этой истории совершенно в новом свете для меня. Она перестала быть жертвой. Те, кто способен на такую Любовь — не могут быть жертвой… Потому что Любовь всегда побеждает. Пусть не сразу, но всегда, в конце концов. Вчера я впервые задумалась, а что могло случится потом с теми, кто был причастен к ее убийству. Вы не задумывались об этом?

    И если бы ее Любовь и Смерть в конце концов послужили бы толчком к великим мучениям, страданиям, очищению и освобождению в конце концов от кандалов и пут равнодушия, жестокости, убогости тех, кто участвовал в этой жизненной драме — то тогда бы ее Жизнь, Любовь и Смерть были великим незримым подвигом…

    Собственно, в таком свете я вчера и увидела эту драму.

    Любовь убивает, Любовь оживляет, Любовь трансформирует, Любовь освобождает, Любовь очищает… И она никогда не проходит бесследно. Любовь выжигает все на своем пути и в конце концов достигает своей наивысшей цели.

    И еще — лучше Жить, Любить и Умереть так как Лариса, чем быть живыми мертвецами при жизни.

    Не зря фильмы Рязанова сопровождают нас порой долгие, долгие годы. В них вложена Душа, а она, как известно, не имеет возраста и не подвластна времени. И именно на фильмах Рязанова когда-то давно в моем детстве была основана моя большая любовь к киноискусству, ровно, как и высокие требования к нему.

    Но я все же чувствую, что моя история с этим фильмом не закончена, не смотря на многократные пересмотры и всевозможные переживания. В такие фильмы ныряешь, ныряешь, но никогда не достаешь до дна.

    30 января 2009 | 17:04

    Не могу сказать, что являюсь поклонницей таланта нашего небезызвестного драматурга А. Н. Островского. Ни «Гроза», ни «Бесприданница» оставили во мне не так много эмоций (честно говоря, после этого не хотелось знакомиться с другими произведениями, хотя, возможно, это моя ошибка)… То ли пьесы предназначены только для театра, а к прочтению стоит относиться осторожно, то ли понимание драматургии — не мой конек. Однако, несмотря на это, фильм «Жестокий романс» не прошел мимо меня, и теперь я попытаюсь объяснить свои чувства, вызванные сим творением нашего небезызвестного режиссера Э. Рязанова.

    Быть может, предыдущие строки покажутся пессимистичными, но после просмотра картины у меня сложилось вполне неплохое впечатление. Во-первых, как мне кажется, удачна была ретроспектива: нам показывают развитие отношение Ларисы и Паратова (об этом в пьесе мы узнаем только из разговоров да намеков). Для человека, который не читал пьесы или подзабыл ее содержание — это очень неплохая подсказка. К тому же, режиссер сумел внести свое видение событий, не отраженных в книге. Во-вторых, безумно порадовал актерский состав, пожалуй, лучше нельзя было найти: Н. Михалков, А. Мягков (к слову, Карандышева я представляла отчего-то именно как Мягкова), Л. Гузеева, Л. Фрейндлих, А. Петренко, В. Проскурин. В общем, здесь были собраны если не первые величины советского кинематографа, то, как минимум, талантливые артисты. В-третьих, атмосфера произведения была передана достаточно хорошо: дом Огудаловых, отношения между героями, жизнь в городе. Да и серьезных отступлений от текста, а также «вставкой» или «вырезкой» эпизодов, которые никак не вписываются ни в логическую структуру пьесы, ни в сам фильм не было. Это действительно большой плюс, учитывая, как современные постановщики «играют» с произведениями, экранизируя их.

    И тем не менее, фильм имеет свои недочеты, начиная от чисто технических (извините, но голос Каменковой никак не подходит к голосу Гузеевой, так что явно ощущается, что поет другой человек) и заканчивая вполне серьезными. Если первые полтора часа фильма я наблюдала действительно блестящую актерскую игру и другие прелести, то заключительные сцены заставила меня разочароваться. Во-первых, во время званного обеда А. Мягков из Карандышева превращается в Женю Лукашина из «Иронии судьбы». Быть может, у меня и не должно было возникнуть подобного ассоциативного ряда, но просмотр каждый Новый год «Иронии судьбы» и «пьяный» А. Мягков вызвали именно его. Во-вторых, финал картины был… слабоват. То ли актеры переутомились, то ли не прочувствовали до конца, но я не прониклась болью Ларисы и освобождением от нее после выстрела Карандышева.

    Тем не менее, экранизация (или постановка?) получилась достаточно качественной и добротной. Вспомним же слова Паратова: «у всякого свой вкус: один любит арбуз, другой свиной хрящик».

    7 из 10

    11 мая 2014 | 17:25

    Когда-то давно мы купили CD-диск с песнями из фильмов Эльдара Рязанова Служебный роман, Жестокий романс, Я шагаю по Москве, О бедном гусаре замолвите слово…

    Помню эти песни до сих пор. Песни эти слушала еще тогда, когда даже не была знакома с творчеством замечательного режиссера Рязанова, одного из лучших советских режиссеров.

    Мохнатый шмель
    На душистый хмель,
    Цапля серая в камыши.
    А цыганская дочь
    За любимым в ночь
    По родству бродяжьей души…
    Так вперед, за цыганской звездой кочевой
    На закат, где дрожат паруса.
    И глаза глядят с бесприютной тоской
    В багровеющие небеса…


    Слова этой песни я запомнила еще тогда, давным-давно, хотя и не знала, откуда она.

    На обложке диска была нарисована бледная и печальная красивая девушка с темными кудрями, в серо-голубом платье, которая собиралась петь, сидя в какой-то гостиной. Тогда я не знала, кто она. И не знала, что значит романс «А напоследок я скажу…»

    В школе мы изучали драму «Бесприданница». Но она не произвела на меня такого впечатления, которое произвел этот фильм — один из лучших фильмов Эльдара Рязанова. Более красивой экранизации, наверное, снять нельзя было.

    Когда же я познакомилась с этим фильмом? Даже не могу вспомнить точно, но впечатление он произвел неизгладимое.

    В пьесе действие происходит практически в один день — на мой взгляд, несколько нереально. В фильме же проходит довольно длительный временной период, чтобы реально уместились все события, показанные в пьесе и более подробно. В картине показана предыстория основных событий.

    Порадовал актерский состав и актерская игра. Талантливые актеры из Служебного романа-Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков. Но ему, на мой взгляд, совершенно не подошла роль Карандышева. Нет, в актерском таланте Андрея Мягкова я нисколько не сомневалась, но увидеть его в роли Карандышева для меня было все равно, что увидеть… скажем, Юрия Никулина или Андрея Миронова в роли Адольфа Гитлера.

    Карандышев — абсолютно неподходящий образ для Андрея Мягкова. Не могу сказать, что это слишком мелкая роль для него-но я привыкла видеть его таким «советским джентльменом», немного незадачливым, но умным, добрым и благородным человеком. А Карандышев-гораздо более незадачливый герой, чем, скажем, герои Андрея Мягкова из Служебного романа или Иронии судьбы. И еще, Карандышев должен быть намного моложе. Думаю, с этой ролью мог бы справиться какой-либо молодой актер, было бы достовернее.

    Остальные персонажи подошли к своим ролям, особенно Алиса Фрейндлих. Герой Никиты Михалкова Сергей Сергеич Паратов — такой «утонченно-простой русский барин», богатый, коварный уверенный в себе и довольно обаятельный-хотя для меня он не эталон мужчины, умеющего очаровать женщину-я видела героев обаятельней, при взгляде на которых замирало сердце. А на Паратова я смотрела довольно спокойно.

    Лариса… Вот о Ларисе Гузеевой могу сказать, что эта роль была просто создана для нее. Или она создана для этой роли. Это судьба, даже имя актрисы и ее героини совпало. Я слышала, что молодая актриса Лариса Гузеева была веселой оптимисткой и вовсе не походила на свою меланхоличную героиню-и что в одном эпизоде, где Ларисе нужно было заплакать, ее разбирал смех-и Алиса Фрейндлих вынуждена была дать ей пощечину, чтобы появились слезы. Но как бы там ни было, Лариса прекрасно справилась со своей ролью — «вжилась» в образ.

    Лариса Огудалова действительно красивая, одаренная, утонченная девушка, «чистейший эфир». И такая грустная — редко улыбка озаряла ее лицо. Разве только при взгляде на человека, в которого была влюблена — на Сергея Паратова. Видимо, меланхолия была свойством ее характера и ее сутью.

    Если спросить меня, зачем я живу… Не знаю.

    Лариса разочаровалась в жизни после того, как ее возлюбленный скрылся так неожиданно и не давал о себе знать, думала, что забыл о ней. После тех чувств и ощущений, которые она испытала в его присутствии, на других — Карандышева и прочих она даже смотреть не хотела. На мой взгляд, Лариса хотела более высокой судьбы, чем выйти замуж за такого «простого смертного» — ей нужен был только один человек.

    Моя беда, а не вина-
    Что я наивности образчик.
    Любовь-обманная страна,
    Обманная страна,
    И каждый житель в ней обманщик.


    Трудно было девушке в ее положении в то время выйти замуж-красивая, одаренная, да без приданого. Многие предпочли бы «обратную ситуацию».

    Не всякому можно, да не всякий и захочет. Хорош виноград, да зелен.

    Лариса должна была выйти замуж «чтобы бежать ото всех». И поэтому обратила взор на «первого встречного», а им как раз оказался Карандышев — незадачливый вечный поклонник Ларисы, на которого она раньше и не смотрела. Да разве такая любовь ей была нужна! Конечно, он ухаживает за ней как умеет, любит ее как умеет, даже подарки дарит, но по сравнению с Паратовым… Конечно, Паратов выигрывал по всем показателям.

    Стоит появиться Сергею Сергеевичу и те иллюзии, которые она создала себе, сразу рушатся.

    А напоследок я скажу-
    А напоследок я скажу…
    ПРОЩАЙ, любить не обязуйся.
    С ума схожу-иль восхожу
    К высокой степени безумства.
    Как ты любил-ты пригубил
    Погибели: не в этом дело.
    Как ты любил-ты погубил,
    Но погубил так неумело…


    Эта песня — самый драматичный и трогательный момент фильма. Это была не просто песня, а крик души Ларисы. В этом романсе она выразила все свои чувства к Паратову. Это было видно по глазам. И это лучший романс фильма. Кстати, он называется «Прощай…», а вовсе не «А напоследок я скажу».

    Паратов снова поманил Ларису за собой-но не мог жениться на ней по причине сложной жизненной ситуации и предрассудков и менталитета того времени.

    -Вот- золотые цепи, которые сковывают меня на всю жизнь.
    -Что же вы раньше молчали?!
    Я видел только вас-и не мог ни о чем думать более.


    И «сильные мира сего» решили принять участие в судьбе Ларисы, ведь не могла она выйти за такого, как Карандышев.

    Ведь она красива, утонченна и блещет талантами, «дорогой бриллиант дорогой оправы требует и хорошего ювелира».

    А Лариса после вторичной измены Паратова совсем разочаровалась в жизни — она потеряла смысл. Любви она не нашла и ей пришлось выбирать между золотом и гибелью.

    Видно, от судьбы не уйти.

    Очень трагично Лариса встретила свою судьбу. Но, быть может, так было лучше? Что предпочтительнее, девушки — искать любви или искать золота? Как бы там ни было, пусть каждый найдет то, что ищет. Что еще можно сказать?

    Прекрасный фильм. Прекрасная работа костюмеров, актеров, композитора-всех, кто задействован в нем. Фильм гораздо ярче, чем литературное произведение.

    9 из 10

    11 июля 2009 | 01:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>