всё о любом фильме:

Зеркало для героя

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийНадежда Кожушаная, Святослав Рыбас
директор фильмаГалина Евсеенко
операторЕвгений Гребнев
композиторБорис Петров
художникСергей Карнет, Михаил Розенштейн
монтажГалина Патрикеева
жанр фантастика, фэнтези, драма, ... слова
зрители
СССР  3.1 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
время139 мин. / 02:19
Двое случайных знакомых, Сергей Пшеничный и Андрей Немчинов, волею загадочных обстоятельств переносятся почти на 40 лет назад. Этот день — 8 мая 1949 года — начинает повторяться для них с неумолимым постоянством. Каждому из героев судьба дает свой шанс: Андрей может предотвратить гибель людей в обветшавшей шахте, Сергей — по-новому взглянуть на своих родителей и понять их.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снимали в Донецке и в Донецкой области, а также в Луганской области.
    ТВ-ролик 00:38

    файл добавилМаксим Каначкин

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 56 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Неизбежно сравнение с «Днём сурка», но «Зеркало для героя» первичнее, роднее и ближе неплохой американской комедии, которую до небес превозносят киноманы. Если оригинальность идеи фильма с Мюрреем является всего лишь подоплёкой для перевоспитания пренеприятного брюзги в романтически настроенного персонажа, то лента Хотиненко помимо естественного преображения героев ещё и способствует ностальгии по советским довоенным временам и предпринимает попытку определить причины непонимания людей разных поколений.

    Актёры играют очень хорошо. Героям, которых они играют, невозможно не посочувствовать; весь фильм сопереживаешь им, ставишь себя на их место, анализируешь тот или иной их поступок. Они понятны и близки. Что у Бортника, что у Колтакова лучшей работы в кино я не видел.

    После просмотра невольно приходиться переосмыслить собственную жизнь, под другим углом посмотреть на созданное и созидаемое, и вообще задуматься над глобальными вещами. Очень интересный и впечатляющий фильм. Шедевр конца 80-ых. Через каких то несколько лет Система рухнет и начнётся смута. Перспектива единиц обернётся бесперспективностью миллионов. Становится даже не по себе, что создатели, не подозревая о грядущих переменах, пытаются говорить со зрителем о совести, долге, предназначении. При этом без пафоса, интересно, с юмором, без нажима и перегибов, талантливо и с душой. Место этому фильму — в топовой «сотке», никак не ниже. Надеюсь, что его посмотрят или пересмотрят как можно больше людей и по достоинству оценят этот забытый шедевр «Свердловской киностудии».

    10 из 10

    4 сентября 2010 | 16:28

    В первой половине 90-х годов в США появилась комедия «День сурка» с Билом Мюрреем в главной роли. Это была неплохая, добрая, симпатичная комедия. Мало кто знал, что в СССР за десять лет до этого появился фильм «Зеркало для героя». Возможно, «День сурка» — это простой плагиат.

    Один критик сказал, что «День сурка» — это «трагедия человека, застрявшего в одном дне». Ну, как этот фильм можно назвать трагедией, ведь это не более чем рядовая комедия. Пожалуй, слова критика в полной мере отражают фильм «Зеркало для героя».

    Сюжет такой: два человека неожиданно попадают в прошлое, а именно в 8 мая 1949 года. Как только оба героя более-менее обустроились, день начинает повторяться снова, и так на протяжении многих дней, они переживают один и тот же день, пытаясь с каждым днем изменить прошлое, с целью улучшить будущее.

    Фильм очень ярко отражает русскую душу и характер. Особенно запоминается сцена воскресника. Люди сажают растения, копают твердую землю — в общем, работают в поте лица после тяжелого рабочего дня. Им за это не платят, они работают за идею, с целью улучшить жизнь. Также запомнился в фильме День повышенной добычи — люди работают в свой единственный выходной лишь для того, что стране нужен уголь.

    Режиссер картины — Владимир Хотниненко — славится созданием ярких исторических фильмов. Фильм «Зеркало для героя» — лучшее его творение, которое так много отражает и так много значит для простых людей. Жаль, что сейчас таких фильмов не снимают…

    Великолепный, глубокий и проникновенный фильм, который каждого заставит задуматься.

    9 из 10

    9 января 2009 | 14:12

    Главный герой фильма современный зрелый человек не может найти взаимопонимание со своим отцом. Случайным образом он оказывается в другом времени, в прошлом, в советском шахтерском поселке послевоенной сталинской эпохи, где видит жизнь людей того времени и жизнь своего отца.

    Мы опять видим разрыв между поколениями. Я не так давно писал про это, посмотрев фильм Хуциева «Послесловие». Мы обязаны знать и понимать наших отцов, должны быть лучше их. Но сложно до конца понять какие-то, кажущиеся уже абсурдными вещи, не прочувствовав их на себе лично. Вот для этого авторы отправляют героя в советское прошлое.

    Этим приключения не заканчиваются, герой попадает в бесконечно повторяющийся майский день 1949 года, накануне своего рождения. Он проживает один и тот же день, и не верит в возможность изменений. Только когда герой начнет понимать своих родителей, всматриваться в их жизнь глубже, только тогда время двинется дальше, герой получит шанс родиться и оказаться в «своем» времени. Он возвращается в восьмидесятые 9 мая, и оказывается в парке среди ветеранов, отмечающих праздник, …. но после этого путешествия герой стал уже другим человеком.

    Яркие актерские работы, живой юмор, отличная музыка, здорово передано ощущение лета, фильм наполнен теплотой, хотя вроде бы историческое время к этому не располагает. (Это похоже на воспоминание режиссера о детстве, и на историческую достоверность не претендует, …контекст фильма в другой плоскости.) Ну и конечно оригинальный сценарий.

    Всегда это кино смотрю с интересом, это один из тех фильмов, который готов смотреть многократно, но всегда чувствовал, что чего-то в нем не хватает, …то ли класса режиссера, то ли какой-то закадровой глубины. Есть ощущение приоритета в кадре визуальности (яркости происходящего) над смыслом… не знаю, но сходное чувство у меня от просмотра любого фильма Хотиненко и Михалкова. Это такая манера нравиться зрителю, и это несомненно ценное качество для коммерческого кино.

    И все-таки это замечательное, близкое мне кино, наверное, лучший фильм режиссера, самый органичный и атмосферный… еще «Рой» мне у него очень нравится. В этих фильмах Хотиненко честен со зрителем, он не манипулирует его мнением, он так же в поиске, и сам задает себе вопросы. Вот это дорого, это не даёт ленте стать «пластмассовой ширпотребкой»… А все его последующие работы, это уже кинопродукция, нет в ней такой искренности, а есть расчет на продажу, желание понравиться зрителю. Хотиненко был бы успешным голливудским режиссером, с профессиональным уровнем не ниже «спилберговского», он прекрасно научился делать кино, знает что и как должно быть, всю эту механику кадровую и закадровую, смысл вложить в фильм, оживить его, доходность угадать, конъюнктуру почувствовать… только вот во всех его последующих работах, в том числе и о Достоевском, мне ясно видится четкий математический расчет, с небольшой конечной погрешностью. Очень жаль, что он повторяет творческую судьбу своего друга и учителя Никиты Михалкова. Но Владимир Хотиненко остается дорог мне, как автор двух любимых фильмов, тем что когда-то его можно было видеть на улицах Свердловска, и что я могу своим друзьям из других городов показать в каком доме на улице Первомайской жил поэт Макаров.

    19 января 2012 | 06:45

    1987-й. То, за что ещё три года назад сажали, теперь можно говорить совершенно свободно. Страна перевёрнута с ног на голову (а, может, и наоборот?). Между 37-летним психологом-лингвистом и его отцом разворачивается нешуточное препирательство. Вера, идеи, которые по мнению представителя старшего поколения всегда так нужны человеку, и, в особенности, современному поколению, у его сына вызывают не что иное как злую иронию. Потому что какие идеи? Вера во что? И ему ли, представителю тех, кто построил за эти 40 лет в стране не пойми что, поучать молодёжь? Имеют ли право заниматься нравоучениями те, кто лицемерно кричал ура, в то время как в стране творилось безобразие?

    И вот парадокс — этот самый сын вместе со случайным знакомым, горным инженером попадает в год своего рождения — 1949-й и имеет там возможность воочию посмотреть, как и что было. Забавно окинуть взглядом эпоху и понять, что многое плохое, к сожалению, не изменилось. Что как тогда воровали, пили, и сдавали своих, так и сейчас. Может, разве что в меньших масштабах. А с другой стороны, воочию увидев вся тяготы, сложности того времени сынишка невольно начинает чуть больше его уважать, хотя бы тех же ветеранов войны. Да и вообще он встречает там своего же молодого отца, который, как оказалось, отнюдь не всегда был рупором советской идеологии, скорее наоборот, просто со временем и его система изменила, подмяла под себя.

    Интересно, что помимо приёма переноса в прошлое вскоре в этом самом прошлом происходит и эффект зацикливания времени. Герои начинают заново проживать один и тот же день. А хвалёный американский «День сурка», вышедший на пару лет позже и использовавший тот же самый приём, 99% зрителей посчитали совершенно оригинальным и новаторским. Вот ведь несправедливость.

    Очень нежное, чувственное, родное кино Хотиненко. Пожалуй, тот даже чересчур увлекается деталями, из-за чего сюжет время от времени слегка провисает. На определённых отрезках ленты кажется, что ничего особенного с героями не происходит. Это, конечно, не триллер, где напряжение должно постоянно возрастать, но и побольше драматических перепадов, картине, наверное, не помешало б. Да и всякого рода эффектных, например, панорамных съёмок можно было добавить. Плюс красивой музыки, которая, кстати, присутствует, но её могло бы быть ещё больше, тем более, что характер фильма этому только способствовал. Ставлю 8 из 10 и добавляю полбалла за то, как превосходно вжились в роли актёры. Впрочем, работы Хотиненко этим и славятся.

    8,5 из 10

    6 июля 2011 | 20:41

    Я думаю, что многим знаком тот период жизни, когда у детей возникают конфликты с родителями. Это очень сложный период и он обычно происходит в подростковом возрасте, но если это случилось в зрелом возрасте, то столкновение вовсе неизбежно. Из-за своих личных взглядов, принципов, обе стороны не смогут уладить проблему, но что же делать? Ответ прост: понять и простить.

    Главный герой — Сергей Пшеничный, пренебрежительно отнёсся к взглядам отца, заодно крепко с ним поссорившись. Волею судьбы, неведомым образом, протагонист вместе со своим случайным знакомым Андреем Немчиновым попадает в 1949 год. Теперь у Сергея появился шанс понять своего отца, а у Немчинова закрыть шахту, которая может повлиять на него самого в будущем.

    Удивительно, насколько сильно сыграли актёры, попавшие в столь необычную ситуацию. Всё просчитано до мелочей, но в тоже время есть место для импровизации. Безусловно, это неотъемлемая часть советского кинематографа. Атмосфера фильма постоянно держит в напряжении и в надежде на наступление следующего дня, поскольку фильм затрагивает тему «петли времени». Всё выполнено на высшем уровне и остальные мелочи даже не обсуждаются…

    Концовка просто поражает и дабы обойтись без спойлеров я, пожалуй, закончу. Господа зрители, это пример того, насколько многосторонним может быть советский кинематограф. Я надеюсь, что вы сможете понять замысел картины и, пожалуйста, не ссорьтесь с родителями. Просто попытайтесь их понять… Ведь именно об этом нам и говорит «Зеркало для героя».

    10 из 10

    25 мая 2014 | 17:18

    Один из лучших образчиков российского фантастического арт-хауса. Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление в юношеском возрасте.

    Нестандартность, вкупе с истинно русскими традициями тяжелой послевоенной жизни, показывают зрителю, как меняется сознание, мышление и поведение человека, рожденного при сталинском режиме и выросшего в тоталитарной стране. Но при этом, как легко и непринужденно находят общий язык главные герои со своими предками.

    Страдания непрекращающегося дня сурка у Билла Мюррея (в одноименном фильме) смотрятся поп-корновыми гримасами, высосанными из пальца (при всем уважении к этому прекрасному актеру).

    Первый фильм дуэта Колтаков — Бортник, последний из которых, наконец-таки, избавился (этим шедевром) от образа «Промакашки», из «Место встречи изменить нельзя».

    12 августа 2008 | 00:24

    Режиссеру Хотиненко удалось снять авторский фильм для массового зрителя. Сюжет «обгоняет» другую похожую ленту «Мы из будущего» аж на 20 лет. Он даже интереснее. Ностальгия — самое подходящее синонимичное название. Все пропитано какой-то легкой тоской и любовью к местам, где развиваются события, ко времени и людям того времени (или точнее временам).

    Один из самых светлых и атмосферных наших фильмов. Именно наших. Я не жил в силу возрастных причин в советское время. В памяти остались лишь разрозненные обрывки воспоминаний раннего детства. Хорошие воспоминания, я бы даже сказал, самые лучшие. Но это все, конечно, на уровне трудноуловимых сновидений. Благодаря таким фильмам как «Зеркало для героя», которым еще удалось сохранить дух тех лет, видения становятся намного явственнее и реальнее.

    9 из 10

    21 ноября 2013 | 21:15

    Оказаться во времени своего детства — несбыточная мечта, но случись такое, не стал бы бороться с «ветряными мельницами», пытаясь кого-то чему-то научить, а просто наслаждался бы воспоминаниями. Тем более у времени свои законы: стиль эпохи диктует большинство, и если оно не доросло до понимания чего-то более прогрессивного, то никакие «выскочки», как бы они не старались, не смогут ничего изменить!

    Фильм «Зеркало для героя» создавался в эпоху, когда советское общество созрело для перемен и готово было посмотреть на себя как бы со стороны. Так что можно сказать: эта картина скорее идеологическая, чем фантастическая, впрочем, авторский замысел, как мне кажется, гораздо глубже.

    В подобных шедеврах важна каждая деталь, каждая мелочь, всё здесь имеет свою смысловую нагрузку — надо лишь её разгадать…

    23 мая 2006 | 03:20

    Фильм-настроение, фильм-проблематика. В отличие от своего американского внебрачного сына упрощенной и комедийной направленности (который «День сурка»), работа Хотиненко — уникальная отечественная картина с тонким социальным подтекстом, дающая понимание о вечном конфликте «отцов и детей» и разности общества, формируемого прошлыми поколениями, и общества нынешнего поколения. Если ранее это был действительно «цельный колхоз» в хорошем смысле этого слова — все делалось всеми свободными руками сообща, без вопросов, то теперь социум превратился с конгломерат индивидуализированных личностей. А понятие индивидуализации подразумевает некую меркантильность и оторванной от общей цели, что на самом деле печально. Для достижения великих целей и великих результатов нужен тот самый ушедший в прошлое «цельный колхоз» — иначе здравствуй, дедушка Крылов с его векторным трио перетягивателей телеги нулевой продуктивности. Хочется верить, что ушедший не безвозвратно…

    Я надеюсь, что впечатления от этой глубоко философской картины не пройдут бесследно и будут по достоинству оценены зрителем, а не будут говоря словами ее героев «встряхнуты, как градусник».

    И еще одно. Утесов гениален вне времени.

    11 февраля 2012 | 22:37

    Оказавшись на съёмках фильма, Сергей Пшеничный познакомился с Андреем Немчиновым. Случайно зацепившись за проволоку, упал и оказался вместе со своим новым знакомым в шахтёрском городке, где родился и провёл детство. Оба далеко не сразу сообразили, что перенеслись из 1987-го в 1949-й год. И прожив в нём один день, обнаружили на следующее утро, что он начался снова. И все несколько месяцев, что они пребывали в прошлом, повторялся один и тот же день — 8 мая 1949 года — день «повышенной дОбычи».

    С утра — в шахту «Пьяная», через час — авария в забое, следом — телеграмма из министерства, после смены — собрание по поводу 70-летия Сталина, ограбление кассы, а вечером — воскресник. На следующий день всё опять точно так же с самого начала. Оказалось, что в этот день чудес можно запросто пообщаться с собственной матерью, тобою же, Сергеем Пшеничным, беременной, и даже самого себя, маленького Немчинова, покатать на мотоцикле.

    Но авторы решили не ограничиваться одним лишь фантастическим экскурсом в прошлое (хотя уже одна эта гипербола достойна быть сопоставимой, например, со свифтовским перемещением Гулливера в Лиллипутию), которое, по определению, не может пропустить в себя, которое можно разглядывать, разгадывать, комментировать, но невозможно изменить. Они усложнили правила игры и усилили сюжет ещё более смелым допущением — повторением одного и того же дня, будто заезженной пластинки.

    Благодаря такому материализованному дежа вю картина перебралась в иную весовую категорию, обретя незаложенный в повести Рыбаса смысл. Так разоблачительное ретро о рядовом дне 1949-го года, того самого, когда образовали ГДР, изобрели атомную бомбу и где-то там в Москве боролись с безродными космополитами, обернулось метафизической притчей о преодолении, времени, где два основных героя занимают две диаметрально противоположные позиции.

    И в то время как Немчинов становится «деятелем» без рефлексии, способным запросто раствориться в окружающем мире и проживать один и тот же день без серьёзных душевных потерь, Пшеничный остаётся чувственным созерцателем, пытающимся разгадать временной казус и правила этой загадочной игры, которым все упорно следуют. Но парадоксальным образом именно органичный «великой эпохе» Немчинов начинает менять образ мыслей этих ограниченных людей и пробуждает сознание спасовавшего поначалу друга, в итоге всё-таки преодолевшего временной коллапс.

    28 марта 2014 | 09:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>