всё о любом фильме:

Зеркало

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАлександр Мишарин, Андрей Тарковский, Арсений Тарковский
директор фильмаЭрик Вайсберг
операторГеоргий Рерберг
композиторЭдуард Артемьев, Иоганн Себастьян Бах, Генри Пёрселл
художникНиколай Двигубский, Нэлли Фомина
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр драма, биография, ... слова
бюджет
622 000 руб.
зрители
СССР  2.2 млн
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время108 мин. / 01:48
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
8 + 0 = 8
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Изначально по сценарию роли для Анатолия Солоницына в фильме не было, она была придумана специально.(Из воспоминаний М. Тереховой).
    • В квартире Алексея, когда он разговаривает с матерью по телефону, можно заметить плакат фильма «Андрей Рублев», режиссером которого также является Андрей Тарковский.
    Трейлер 02:37

    файл добавилRuslan_Barmashev

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Вернуться туда невозможно (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5938 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильмы Андрея Тарковского наполнены бесконечным глубоким смыслом в каждой детали, каждом эпизоде. Понять которые иногда непросто, но если это удается, становится интересно, поскольку они наполнены глубокой философией, духовностью.

    В фильме «Зеркало» судьба России в отражении судьбы конкретного человека. Через его глубокий внутренний самоанализ происходит понимание судьбы, пути России в какой-то степени.

    Главный герой ранен во время войны. Он начинает вспоминать прошлое.

    Фильм начинается с показа довоенного времени. Его мама Мария на фоне прекрасной первозданной природы, чистой и прекрасной. Тут же избушка — родной дом. Приходит заблудившийся доктор и рассуждает о необходимости понимании природы, о том, что растения тоже чувствуют.

    Показаны детали, самые мелкие ощущения: шелест ветра на кустах, падающие капли с крыши, колодец с водой. И природа передана от этого великолепно — словно на полотнах художников — пейзажистов, только в динамике, движении.

    Все это говорит о старой традиционной России, «Руси бревенчатой» с восхищением, грустной ностальгией. И передана огромная любовь к России, любование родиной. И все создает гармонию, умиротворение, покой, тишину.

    И здесь ключевой образ — мама (М. Терехова), хранительница домашнего очага, говорит с доктором. В ней тревога о муже. И в ней — особое очарование, обаяние. Возможно это образ женщины — матери, как образ России. Как в лирике А. Блока, например.

    Но вот пожар — это, возможно, символ ухода этого прекрасного традиционного мира. Наступает новое тревожное время.

    Значительно передан образ войны.

    Стреляют мальчики по мишеням. Затем выпавшая граната. Немая сцена.

    Затем переход военных через озеро, мутную воду. Кругом туман, неопределенность. Тяжелое состояние. И закадровый голос И. Смоктуновского, читающий в этот момент: «Ни тьмы, ни смерти нет на свете». Грядущее свершается сейчас.

    И кровь на ее губах. Крови немного, но «родина ранена».

    И кадры взрыва атомной бомбы.

    Мальчик, идущий по снегу — образ отдельно взятого человека, идущего через великие события времени. И пролетающая птица, которая садится на мальчика — символ возрожденной жизни.

    И после войны вновь воспоминания героя через сон. Желание вернуться в те дорогие места, где родная избушка, колодец и ветер, где за открывшейся дверью снова будет мама и тишина, гармония и покой. И счастье от того, что все впереди, все возможно.

    И сцена где мама и папа вместе.

    Этот мир, остался лишь в иллюзиях, грустной ностальгии. Нет это еще и частица вечности от великой красоты, прелести, духовности России.

    10 из 10

    8 марта 2016 | 19:58

    Пожалуй, самым бессмысленным действием в отношении данного фильма было бы придавать ему определенный, четкий смысл. Конечно, в нем есть связующая нить, но сама она суть иллюзия, сон, фантазия или воспоминание (все вместе или поочередно), а от реальности и «прямого дискурса» здесь нет почти ничего. По факту же, картина — произведение искусства в самом возвышенном и строгом смысле этого слова. Но что же подразумевает под собой определение «искусства» по Тарковскому?

    Прежде всего — это некое душевное движение, порыв духовности, желание проникнуть, узнать, увидеть. Это суть нечто, проникающее сквозь время и пространство, охватывающее все судьбы всех народов и культур, это и позитивистская жажда познания и «Der Wille zur Macht» Ницше и Интуитивная логика Бергсона (между прочим больше всего последняя) и в то же время нечто стоящее над всем этим.

    На этот раз, Тарковский от широких и многотрудных дорог Руси, космоса и человечества переходит на узкую, почти незаметную (ибо сегодня никем и не хоженую!) тропинку самопознания. И начинается она с воспоминаний о детстве. Герой отчаянно жаждет проникнуть в то состояние безмятежности и легкости, когда «все еще было возможно» (что является реакцией на нынешний возраст — «земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»). Но его усилия оказываются напрасны, ибо собственное сознание в последний миг всегда нашептывает — «все это сон».

    В процессе своего духовного «восхождения» Тарковский понимает, что огромную роль в его жизни играют близкие люди — прежде всего мать, которая и является центром и связующим звеном всей его души и даже, скорее, всего мира; но и отец (точнее «образ» отца, ушедшего на войну, ушедшего из дома и т. д.) имеет свой центр тяжести во внутренней вселенной героя. Пытаясь понять и сблизиться с матерью, Тарковский вдруг обнаруживает сходство между ней и своей избранницей (обе роли — М. Терехова), а также между собой, своим отцом и сыном.

    Да и сама картина в принципе проникнута идеей всеобщности. Будто проникновение внутрь себя немыслимо без растворения индивидуальности (но без потери оной!) в том, что на философском языке называют просто «Единое». Это не просто слияние с «другими» людьми (от матери до воинов-освободителей красной армии), но также и с природой, с ее знаками, символами, стихиями и страстями. А их в фильме великое множество. От классической метафоры: огонь (символ всего мужского, заметьте в фильме с ним всегда «играют» только мужчины) — вода (чисто женская стихия, заметьте, как она сопровождает М. Терехову в течение всего фильма), до птиц (символа свободы, духовности, заметьте — в конце важный эпизод, мать героя отрубает голову петуху), игры отражений (в фильме огромное количество зеркал), света и тени и т. д. 

    И наконец, контуры этого величественного, гармоничного неразделимого здания намеренно подчеркиваются и высвечиваются произведениями искусства всех времен. От художника начала Ренессанса — Да Винчи через композиторов эпохи барокко (соответственно конца «возрождения») Баха, Перселла, Перголезе через мысли Пушкина и поэтов золотого и серебряного века прямиком к поэзии современности Арсения Тарковского. И вновь и вновь выявляется то же «Единство», родство, братство, семейственность и преемственность. Словно Тарковский через 500 лет после Шекспира хочет вновь воссоздать целостную картину мира и заново сплести, порвавшуюся века назад, «дней связующую нить».

    Зеркало как известно имеет свойство отражать образ совершенно любого предмета. Андрей Арсеньевич же создал его совершенно необычным и своеобразным. Ибо зритель видит в нем не только автора (которого в физическом смысле как раз и не видно в фильме — каждый строит собственный образ), но и самого себя, и свою судьбу, и судьбу всего мира, всей вселенной, всех времен и народов, связанных воедино. Навеки и навсегда.

    30 декабря 2014 | 15:35

    Все что было — легло
    все что есть — не бывало
    все что будет — легко
    и останется с нами

    Разгадка без загадки

    Специфичность эпохи и времени, по ту и по эту сторону экрана, и тот особый род интроспекции, имманентный фильму, тем более основанному на собственной биографии двух людей — Андрея Тарковского и Александра Мишарина — определяли границы и условия, в которых создавалась эта лента. То что картина Андрея Тарковского была встречена весьма противоречивым образом можно узнать из его дневниковых записей, реакции зрителей и кинокритиков, когда, после премьерного показа и последовавшей за ним череды толкований и не пониманий режиссерского замысла, темы, посыла, идеи и тому подобного одна уборщица решила исход разбора, заявив, что фильм о человеке, который пытается извиниться перед близкими людьми. И, возможно, есть доля правды в словах самого режиссера, позднее цитируемых его сыном, что смотреть фильмы отца — все равно что ехать в поезде, наблюдая в окне проплывающий мимо пейзаж. Что может означать понимание фильма, как и его переживание, приходящее само, а не как искусственно наращиваемый груз, который только тормозит движение. Никогда не увлекаясь чрезмерным упрощением или усложнением, режиссер старался, в меру собственного видения, сохранять баланс между элитарным и массовым.

    Первый осознанный взгляд человека в этом мире — какой он? Что сулит ему его радужная оболочка глаза? Солнце или луну, которые впервые видит первобытный человек, лицо или вещь? Что ответит ему мир на это, и как они станут его жизнью и воспоминаниями? Андрей Тарковский начинает с того, что было до взгляда — это был голос, голос, который, заикаясь, пробираясь через дебри образов, силиться сказать его. И это было Слово. Оно было у молодого студента, он все же скажет его: я могу говорить. Так начинается фильм Зеркало.

    Одинокая мать, Маргарита Терехова, ждущая своего мужа и отца детей, жертвующая своей личной жизнью ради их воспитания. Это очень нежный образ. Он первый и неясный. Она — женщина и мать, сидящая на заборных балках возле дома. Камера медленно приближается к ней, ее шее, профилю, лицу, которое обращено в сторону широкого куста, возвышающегося по середине поля и от которого если человек свернет в сторону дома, то значит это отец, а если нет — то это не он, и значит он никогда уже не приедет. Как Толстой, увидевший сущность человеческую в улыбке лица, Достоевский в смехе, Тарковский находит ее во взгляде. И этот же взгляд, умирающего писателя из Ностальгии, будет вести, почти нести догорающую свечу через высушенный бассейн.

    Голос автора, в замечательном исполнении Иннокентия Смоктуновского, дополняет и раскрывает мир женщины, ее переживаний и переживаний детей. Здесь идет дождь. Камера ведет нас вместе с ней в дом, из окна на задний двор, где горит и сгорает другой дом. Словно отражение внутренней жизни, сам мир горит на экране. Женщина пытается укрыться от дождя, но даже дома он будет идти не прекращаясь. Во снах и наяву. Но ребенок говорит слово — папа — и оно выражает надежду.

    Ведет по воспоминаниям и фильму так же и другой голос:

    Бессмертны все, бессмертно все… Когда идет бессмертие косяком…
    взгляд войны, на войну, ужаса и смерти, в запечатленном временем пленке.
    И если я приподымаю руку,
    Все пять лучей останутся у вас…

    голос который говорит, слова которые ведут, через круги ада 20 века. Времякрушение которого можно пережить, тоталитарные системы, лагеря, смерть. Если человеку будет хватать своего бессмертия, — заключает поэт, отец Андрея, Арсений Тарковский в мысли, звуке и слове.

    Дом. Здесь живет автор и его голос, мы не видим его, но ощущаем присутствие, где есть веши и история, привязанные друг к другу, через человека обретшие свой смысл — в хронике, фотографии, плакате, картине, книге, письме, и даже танце. Через них явления взывают к жизни, вызывая ее на экране. В горящем кусте за окном может мерцать библейский пророк Моисей. Это следы, люди оставляют их, как отец и сын, мать и дочь — в поколениях, они слышат и видят друг друга, как удивительный и постоянный сон, омрачающийся ожиданием пробуждения.

    Что может знать отражение? К этому вопросу я пришел вместе с камерой и взглядом, через поле, ведущие и меня по дороге самопознания. Я ищу ответ и не нахожу его. А должен ли он быть, спрашиваю себя? Что может дать ответ? Для меня этот фильм — это взгляд человека сквозь 24 кадра в секунду, пронзивших пространство и время — на этой поверхности, в этот момент, где между взглядом и восприятием изображения проходит 1/8 вечности. Где, как в зеркале, я вижу отражение чужой и собственной жизни, причастной этому миру. И понимаю, что мудрость мира сего в простых словах доктора Снаута — Человеку нужен человек. И это то, что открывает тебя и открывает что-то тебе, возможно, дверь, за которой не нужны никакие ответы.

    18 сентября 2012 | 16:43

    Прекрасно, что этот фильм мне довелось смотреть в кинотеатре, за что спасибо Москве и обстоятельствам в целом.

    Наверное, следует честно признаться, впечатления были неоднозначные. Было действительно странно, слишком многое было задето этой картиной, так что никакие оформленные мысли не посещали мою голову. Но, как часто бывает с хорошим кино, проснувшись на следующее утро начинаешь думать и уже не можешь остановиться.

    Сам по себе отнюдь не длинный, фильм охватывает несколько жизней, причем показано именно то, что нужно знать зрителю о духовных переживаниях героя. Сама ломаная линия повествования, скачущая то в прошлое, то в будущее, рассказывает нам о ходе мыслей и чувств, оставляя очень многое для самостоятельного обдумывания. Наверное, в этом и есть несомненная находчивость данной ленты — с одной стороны ирреальное, а с другой — крайне реалистичное изображение сознательных и подсознательных ментальных «движений» человека. Многое, конечно же, остается за кадром, но зачем зрителю знать лишнее, если ему и так дали ниточку, по которой он можем двигаться вместе с сознанием героя. Может это и есть недоступный в реальной жизни способ истинно понять человека..?

    Еще что. Сны. Они, пожалуй, переходят всякие границы и, опять же, столь реально-ирреального изображения снов я не наблюдала нигде. Одновременно жуткие и прекрасные, они захватывают и невозможно отвести глаза от киноэкрана, невозможно проснуться.

    И Россия. Точнее будет сказать — Русь. Наверное, любого русского человека (даже меня, отнюдь не являющуюся патриоткой) трогает то, как Тарковский изображает родную страну. В каждом кадре чувствуется неподдельная любовь к Родине, будь то пейзаж или просто русские люди.

    О «Зеркале», я думаю, можно говорить очень много. В своем отзыве я постаралась отобразить те движения души, которые вызвала во мне эта лента. Возможно, этот фильм требует совсем иного, киноведческого анализа. Но мне захотелось написать именно это, спасибо.

    10 из 10

    7 июля 2013 | 00:34

    Так получилось, что я сначала посмотрел недавнее творение фон Триера `Антихрист`, а `Зеркало` лишь сегодня. Теперь совершенно понятно, почему фильм Ларса фон Триера посвящен Тарковскому, подражание очевидно, хотя я очень уважаю творчество фон Триера, он очень самобытен. Но не о нем речь сейчас и уж точно не об `Антихристе`…

    У Тарковского все отточено, все на своем месте! А как интересно следить за движением камеры! А Природу Андрея Арсеньевича смело можно включать в титры — это же ещё один актёр, играющий блестяще! Маргарита Терехова — отдельный момент фильма. Потрясающе красива!..

    Это мой третий фильм Тарковского после `Сталкера` и `Андрея Рублева` и очень хочется посмотреть остальные. Очень жаль, что полнометражных фильмов у него всего семь. Но ничего: фильмы этого великого режиссера, такие как `Сталкер`, `Зеркало`, можно смотреть множество раз и дело даже не в том, что каждый раз будешь находить что-то новое, а в том, что это визуальные шедевры, настоящее наслаждение для глаз.

    10 из 10

    18 ноября 2009 | 12:13

    Когда человек говорит о себе, это звучит эгоистично, а когда он рассказывает про свою жизнь — скучно. Все это так, но только не по отношению к людям, которым действительно есть что сказать. «Зеркало» стало для Тарковского тем же, чем когда-то для Феллини стало его «8 с половиной», а для Терренса Малика — «Древо жизни» — глубоким размышлением над собой и своим путем. Но если сравнивать и ранжировать столь величественную тройку, для меня, фильм Тарковского стоит все же на первом месте, ведь в нем удалось изобразить людей и их судьбу, а не только биографию автора. К тому же, что очень важно, Тарковский, несмотря на его неписанное право сказать все, что он хочет, не навязывал своих убеждений, как, например, навязывал Малик религию, и не спускался в скрупулезный, почти неприличный анализ самого себя, как это делал Феллини, изображая, к примеру, свой гарем. Тарковский вышел за эти рамки и создал свой шедевр.

    Но прежде, чем восхищаться, нужно отметить один важный аспект. «Зеркало», чуть ли не с самого момента создания, получило славу элитарного кино, малопонятного и даже заумного. Думаю, это было очень обидно Тарковскому, да и сегодняшним поклонникам его творчества не приходится по душе этот факт, но все же, это факт. Не спорю, подходить к «Зеркалу» нужно подготовленным. Он, на мой взгляд, является квинтэссенцией всего творчества режиссера, и в нем, как действительно в зеркале, можно заметить отражение всех его остальных творений и конечно же, биографии. Не обладая подобным бэкграундом, зритель может столкнуться с трудностями в раскрытии всей его красоты и ценности, но разве это повод навешивать ярлыки? «Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя,» — говорил Тарковский, и с ним сложно поспорить. Однако главной проблемой в восприятии фильма стала совершенна другая особенность, а именно, такой прием Тарковского, непривычный массовому зрителю, как смешение ролей. Одни и те же актеры играют людей разных поколений и даже, можно сказать, разных исторических эпох. Все они превращаются в бесконечную рекурсию друг друга: спираль времени закручивает отца и сына, мать и бабушку и показывает, что все повторяется, и ошибки одних возвращаются бумерангов к другим… Не удивительно, что многие сравнивают фильм с двумя зеркалами, стоящими друг напротив друга. Всякий, кто смотрится в них, видит себя в бесконечности прошлого и будущего.

    Наверное, поэтому, если бы меня попросили одним словом выразить тему фильма, мой ответ был бы: «Время». В фильме нарушена традиционная система, представляющая время в виде луча, с последовательным развитием событий. Тарковский смешивает истории и соединяет их не по логическому традиционному способу, а скорее ассоциативно, почти интуитивно. Двадцать вариантов монтажа было у автора, но он нашел двадцать первый, единственно правильный и органичный. Чтобы вам не запутаться в сюжете, отбросьте традиционные представления о развитии фильма, и соединяйте эпизоды не разумом, а сердцем. Только тогда вы не увидите никаких противоречий и получите удовольствие от просмотра. Еще одна причина, почему «Зеркало» для меня, в первую очередь, фильм о времени, это значимость истории в развитии повествования. То и дело между личной жизнью на экране мелькают важные исторические события: Гражданской война в Испании, Великая Отечественная, пограничный конфликт с Китаем, запуск советских стратостатов… все это показано через документальную съемку, что только делает фильм лучше, многограннее. Тарковскому удалось запечатлеть дух каждого периода в советской истории и его влияние на жизнь «простых смертных».

    Музыка тоже играет важную роль в создании фильма. Она так тесно связана с картинкой, что ее почти не замечаешь, зато любопытна новая находка режиссера, которая даже сегодня воспринимается как новинка — это поэзия. В нескольких местах стихотворения отца, Арсения Тарковского, выполняют те же функции, что и саундтреки, но при этом еще и раскрывают смысл происходящего, создают сильное впечатление. Слова звучат глубоко и как-то по-особенному торжественно, ведь автор при их прочтении точно расставлял все акценты так, как изначально задумывал. Примечательны также кадры аллегорий и символы, постоянно сопровождающие историю жизни. Кадры с домом, где льется вода и падает штукатурка чем-то напоминают финальную сцену Соляриса, где дождь тоже идет прямо из потолка комнаты. Безнадежность, передаваемая этим (некуда скрыться), отлично дополняет отчаяние героини и ее ощущение разрушенной жизни. А с какой любовью Тарковский изображает природу! То поляна в «Сталкере», то водоросли в «Солярисе», а здесь… кусты! Кадр, на котором ветер колышет их и сбрасывает со стола предметы, повторяется несколько раз и выглядит наиболее эстетизированным. Автору удалось сделать невозможное: мимолетное мгновение у него превращается в вечность, и кажется, словно сам ветер входит в актерский состав фильма…

    Но несмотря на все эти особенности, фильм остается драмой. Как маленький мальчик, Тарковский сначала подслушивает и подглядывает за родителями, и тут же взрослеет, и уже подобно психологу, пытается вынести вердикт непростым психологическим ситуациям. Фильм, изначально планируемый как монолог матери, снятый на скрытую камеру, не так далеко ушел от своей первоначальной идеи. Да, быть может, он действительно «расправился» и с родителями, и с самим собой, как он говорил в одном из интервью, но все это оправдано, ведь «… только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии».

    Заканчивается фильм как и другие у Тарковского плавно, логично и с некой пьянящей надеждой. Старая мать уводит маленьких детей, и их фигуры закрываются лесом, его тени поглощают свет… Это прощание с прошлым, время очнутся от воспоминаний и начать жить новой жизнью, это порыв, который передается и зрителю. Здесь нет никакого противоречия между реальностью и экраном, здесь сама ваша жизнь становится продолжением этой захватывающей, но простой по своей сути истории о доме, родине, искусстве, истории… И все это сквозь призму памяти или, если хотите, сквозь отражение зеркала. Главное, Тарковскому удалось, не заикаясь, громко и четко сказать, как и подростку в самом прологе: «Я могу говорить», и он не побоялся говорить о самом личном.

    18 июля 2014 | 17:15

    Восприятие меняется с возрастом. В детстве оно чистое, мы видим то что есть, без сопровождения мыслей. Дальше зеркало восприятия замутняется и мы видим не саму вещь, а описание этой вещи. Женщина наполняет мужчину, лишает его комплексов, вкладывает в него смысл-слово, происходит взросление. Без мужчины женщина начинает захлебываться своими мыслями, их нужно кому-то сливать. Мужчины часто останавливают мысли водкой, а подруга Лиза очень грамотно «вылечила» мать героя, обозвав ее сумасшедшей, когда все нянькались, встретила воду огнем. Может поэтому вода в душе закончилась перед появлением костра, а Лиза с чувством выполненного долга, уходя, пританцовывала. Слишком много мыслей-воды не дают воспринимать реальность правильно, точно так же как и слишком много огня может пережечь человека. Может поэтому у военрука сердце било 60 ударов в минуту, когда у нормального человека в такой же ситуации колотило бы все 200. Для матери огнем был уход мужа, ну а для мальчика с чистым зеркалом огонь есть не мысли о Боге в костре, а просто огонь, возможно именно то, чем он и является на самом деле. Мальчик, живя в неполной семье только с матерью, не получит образа мужчины которому он будет подражать, он будет фантазировать и погружаться в иллюзии. Главный герой умирает от чувства вины, которая так же пришла и к сыну Игнату, он так и не смог ее прогнать, он знает, что виноват своим существованием перед матерью. Без него ее жизнь могла измениться, когда давала шанс, знаки в виде ветра, мать при этом всегда оглядывалась на детей, хотя, возможно, именно она могла жить с доктором в достатке (Солоницыну было приятно «упасть с интересной женщиной». Очень мало матерей-одиночек отдают себе отчет в том, что мальчика нельзя сюсюкать и ограждать от реальности, не пускать в армию, эгоистично подменяя отсутствующую любовь мужа — любовью сына. Когда мать зарубила петуха, она поняла, что ее жизнь такая какая есть, из-за любви к мужу (летала). Может поэтому она смеялась и плакала, когда муж многим раньше спрашивал кого она хочет: мальчика или девочку? Обе женщины любят своих детей, но при этом одна избрала любовь, а другая расчет (мужа не любят, а уважают, называя по имени-отчеству), одна даст своим детям все, а другая будет страдать от того, что не может обеспечить даже самым необходимым. Мать осознала точку отсчета, позади жертвенный крест (опора ВЛ) после которого она сразу же постарела, рядом дети, а жизнь без мужа стала как в том грязном колодце. Если бы герой понял, что ему нужно сделать то же самое, что сделала и его мать, принеся себя в жертву сыну, может не мучился, и окружающих бы не мучил, точно так же как и героиня в фильме «Антихрист» не выполнив своего предназначения, пришла к саморазрушению.

    4 января 2016 | 11:36

    Мнения о фильме различны. НО одно остается неизменным — к этому фильму невозможно быть равнодушным. В субъективе Тарковского, в его Зеркале, сложно, но можно разглядеть себя. Этот фильм достоин многократного просмотра, потому что каждый раз в Зеркале можно обнаружить что-то новое, то, чего не было замечено в прошлый раз.

    «Потрясающе откровенно и потрясающе красиво» — именно этими словами я закрепила свое впечатление об этом фильме. Я соглашусь с тем, что это не фильм, это настоящее произведение искусства. После этого фильма остается ощущение какого-то причастия. Хочется плакать, радоваться, молчать и вспоминать сам фильм, образы и метафоры, стихи, которые так и крутятся в голове голосом Смоктуновского. Актерская игра, стихи, достаточно сложный монтаж, прекрасная картинка, глубокие кадры — все уместно, все на своих местах, все безусловно и безупречно.

    Я отношусь к тем, кто влюблен в этот фильм; к тем, кто будет всегда советовать этот фильм и кто будет его пересматривать ни один раз.

    Смотрите, чувствуйте, радуйтесь и плачьте, разглядывая отражение в «Зеркале» А. Тарковского.

    12 декабря 2012 | 15:44

    Крайне трудно выразить свои ощущения от просмотра этого фильма. Очень высоко ценю всё творчество Тарковского, но это что-то совершенно потрясающее. С каждым очередным просмотром фильм трогает всё сильнее, каждый раз открываются новые грани (как, собственно, и бывает всегда с подлинными шедеврами искусства). Пересмотрев на днях, пережил необыкновенное чувство. Это глубокий катарсис, на душе было так, словно после исповеди. Смотрел, вытирая слёзы, это трудно передать словами…

    Необыкновенно личный и интимный фильм! Не припомню где бы ещё автор шёл на подобный контакт со своим зрителем и вот так исповедовался. Фильм без сюжета как такового, но смотрится на одном дыхании, каждый кадр поражает и трогает, буквально врезаясь в память с первого же просмотра. Крайне непростое и многогранное произведение, оставляющее зрителю большой простор для размышлений и переживаний. Средствами кино передаётся фактически непередаваемое — чувства и даже сны героя, который сам даже не присутствует при этом в кадре. Ощущение, что погрузился в целую вселенную, прожил целую жизнь.

    Фильм словно музыка Баха, которую так ценил Тарковский. Вообще, в фильме чрезвычайно к месту музыка, усиливающая воздействие зрительного ряда. Работа оператора выше всяких похвал.

    Ставлю 10 баллов, но с крайне неловким чувством, поскольку чувствую себя просто не в праве оценивать произведения подобного уровня. Высочайшее кино, какое только можно себе представить. Тот случай, когда оценку надо выставлять не произведению, а самому себе.

    10 из 10

    18 марта 2014 | 22:50

    Многие восхищаются данным фильмом, но я не вижу в нем чего то особенного, возможно потому, что я еще не доросла до такого кино. Скажу несколько слов о фильме и прошу учитывать, что это сугубо мое мнение. Вообще я очень люблю фильмы, где ничего не понятно и ты просто чувствуешь саму атмосферу, а в конце раскрываются все или часть карт и становится более менее что то ясно. И такие фильмы имея сложный и запутанный сюжет все-таки заставляют переживать и оставляют после просмотра некий осадок, оставляют мысли, которые нужно обдумать. После таких фильмов немножко меняется мировоззрение. С виду фильм «Зеркало» относится именно к таким, но нет. В фильме вообще нет сюжета, ни сложного, ни простого, его просто нет! Это еще пол беды. Вообще не понятно, что происходит на экране, масла в огонь подливают актеры, которые играют по 2 роли. Если бы я не прочла на сайтах описания, то я бы даже и не догадалась, что это разные персонажи, что это воспоминания автора, и что вообще происходило. При чем воспоминания, которые даже не систематизированы и никак не связаны между собой, да еще и кадры хроники сбивают с толку. Что мне понравилось: несколько красивых кадров с природой, сцена в типографии, да и в общем то это все.

    Что касается психоаналитической символики. Скажу честно, что в середине фильма я не выдержала и открыла описание фильма. Оказывается, что этот фильм это некая исповедь режиссёра. После этого я стала внимательно всматриваться в происходящее на экране дабы понять в чем и как исповедуется режиссер. И, вот беда, я ничего не увидела. Но, смею предположить, что к данной символике относится вечно капающая отовсюду вода. Так же лица матери и жены, которые в воспоминаниях совпадали (автор отождествлял мать и жену) Вообще многие мальчики выбирают в жен девушек, которые похожи на мать внешне или внутренне. Бытует мнение, что они так делают т. к в детстве мать была для них идеалом, который заботился о них, они стремятся вновь этот идеал обрести. Портретное сходство главной героини (матери, жены) и холодной красавицы эпохи ренессанса, портрет которой любил разглядывать юный главный герой. Еще один образ, который я заметила это сходство горящего сеновала и горящего куста во дворе, только, к сожалению, я не знаю, что это значит. Так же сцена в начале, где мальчика излечивают от сильного заикания скорее всего относится к личности режиссера, то, что этот скрытный человек, после некоторого события решил снять фильм о себе и раскрыть некоторые стороны своей личности. Фильм называется «Зеркало», т. к это взгляд режиссера на самого себя, на свою жизнь.

    14 мая 2015 | 18:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>