всё о любом фильме:

Зеркало

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАлександр Мишарин, Андрей Тарковский, Арсений Тарковский
директор фильмаЭрик Вайсберг
операторГеоргий Рерберг
композиторЭдуард Артемьев, Иоганн Себастьян Бах, Генри Пёрселл
художникНиколай Двигубский, Нэлли Фомина
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр драма, биография, ... слова
бюджет
622 000 руб.
зрители
СССР  2.2 млн
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время108 мин. / 01:48
Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
8 + 0 = 8
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Изначально по сценарию роли для Анатолия Солоницына в фильме не было, она была придумана специально.(Из воспоминаний М. Тереховой).
    • В квартире Алексея, когда он разговаривает с матерью по телефону, можно заметить плакат фильма «Андрей Рублев», режиссером которого также является Андрей Тарковский.
    Трейлер 02:37

    файл добавилRuslan_Barmashev

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Вернуться туда невозможно (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5937 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Именно фильмы Тарковского всегда были для меня чем-то особенным. Тем, что нельзя назвать фильмом — это произведения. Произведения, которые требуют пересмотров, как картины великих художников, на которые смотришь снова и снова, каждый раз открывая в них для себя что-то новое.

    Как показывает нам интернет, «Зеркало» не сразу было допущено к съемкам. Долгие годы этот, по словам самого режиссера, во многом автобиографический сценарий, лежал на полке. Но, время шло, люди у власти менялись и, наконец, сценарий «Зеркала» превратился в фильм.

    Как и все картины Андрея, этот фильм огромная почва для размышлений, «разгадывания» образов, которые присутствуют в ленте. И надо сказать, что, лично для меня, пересматривать фильмы этого режиссера всегда очень интересно, ведь каждый просмотр его работ заставляет совершенно по-другому взглянуть на фильм. Также удивительным свойством «Зеркала» и других фильмов Тарковского является то, что несмотря на общепринятую сложность восприятия фильмов этого режиссера, что они снимались для всех. Каждый увидит в ленте что-то своё и, совершенно по-своему, будет интерпретировать мысли, вложенные в эту картину. Так, кто-то увидит в этом фильме историю сравнения жизни сына и его отца, терзания сына от постоянных вопросов — похож он на отца или нет, для кого-то этот фильм будет рассказывать историю матери и жены — двух главных женщин в жизни героя, кто-то увидит философские размышления на тему неизбежной смены поколений и ухода близких людей, а кто-то будет видеть историю детства и отчаяние, что его никак нельзя вернуть. Но, самое удивительное, что каждый будет прав, ведь картина отражает все вышеперечисленные темы, и не только их.

    Конечно же, нельзя не отметить замечательную операторскую работу Георгия Рерберга. Некоторые кадры просто потрясают своей красотой и профессиональностью.

    Еще один интересным моментом, который мне очень понравился, является отсутствие главного героя на экране. Мы слышим лишь его закадровый голос. Мы видим его восприятие жизни в отражении своего сознания. Словно он смотрится в зеркало, вспоминая и анализируя себя и прожитую жизнь. А зеркало — это очень полезная вещь, ведь имея зеркало можно начать разговор даже в полном одиночестве

    19 июля 2016 | 22:26

    Почему, ну почему так притягателен этот фильм? Его смотришь чуть-чуть ревниво, ни с кем, боясь уронить пропущенное слово или кадр. Это все понятно: символы, которые стоит интерпретировать, бессознательные связи прошлого и настоящего, роль наших родителей с тем багажом, что мы несем с собою всю жизнь… Это все-все понятно.

    Мне так дорог этот фильм, потому что все в нем дышит неизбывной связью Земли и Космоса. Откуда у Тарковского такое поражающее свойство таланта сделать картину абсолютной причастности Земли к Космосу, когда каждая дышащая травинка, хрустящие ветки, опасно неумолимый огонь, прикасающийся ветер, тяжелая вода, облипающий дождь, гулкие звуки, тайны отношений, признаки времени, слова, мысли — все-все сплетено вместе с бескрайним Пространством, нет ему границ.

    Главной женщине фильма это дано — земная красота и неземное молчание. Это дерзость, спросить, а что же больше: грандиозный в своей живой открытости Космос или бездонный в своей закрытости мир человеческих чувств? Не нужен этот вопрос, здесь нет противопоставления, они нераздельны, как в строчках А. Тарковского, что звучат нараспев, воспевая вечную загадку большого Чувства. «Простые вещи… мята нам под ноги…»

    10 из 10

    22 февраля 2014 | 01:38

    Пожалуй, самым бессмысленным действием в отношении данного фильма было бы придавать ему определенный, четкий смысл. Конечно, в нем есть связующая нить, но сама она суть иллюзия, сон, фантазия или воспоминание (все вместе или поочередно), а от реальности и «прямого дискурса» здесь нет почти ничего. По факту же, картина — произведение искусства в самом возвышенном и строгом смысле этого слова. Но что же подразумевает под собой определение «искусства» по Тарковскому?

    Прежде всего — это некое душевное движение, порыв духовности, желание проникнуть, узнать, увидеть. Это суть нечто, проникающее сквозь время и пространство, охватывающее все судьбы всех народов и культур, это и позитивистская жажда познания и «Der Wille zur Macht» Ницше и Интуитивная логика Бергсона (между прочим больше всего последняя) и в то же время нечто стоящее над всем этим.

    На этот раз, Тарковский от широких и многотрудных дорог Руси, космоса и человечества переходит на узкую, почти незаметную (ибо сегодня никем и не хоженую!) тропинку самопознания. И начинается она с воспоминаний о детстве. Герой отчаянно жаждет проникнуть в то состояние безмятежности и легкости, когда «все еще было возможно» (что является реакцией на нынешний возраст — «земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»). Но его усилия оказываются напрасны, ибо собственное сознание в последний миг всегда нашептывает — «все это сон».

    В процессе своего духовного «восхождения» Тарковский понимает, что огромную роль в его жизни играют близкие люди — прежде всего мать, которая и является центром и связующим звеном всей его души и даже, скорее, всего мира; но и отец (точнее «образ» отца, ушедшего на войну, ушедшего из дома и т. д.) имеет свой центр тяжести во внутренней вселенной героя. Пытаясь понять и сблизиться с матерью, Тарковский вдруг обнаруживает сходство между ней и своей избранницей (обе роли — М. Терехова), а также между собой, своим отцом и сыном.

    Да и сама картина в принципе проникнута идеей всеобщности. Будто проникновение внутрь себя немыслимо без растворения индивидуальности (но без потери оной!) в том, что на философском языке называют просто «Единое». Это не просто слияние с «другими» людьми (от матери до воинов-освободителей красной армии), но также и с природой, с ее знаками, символами, стихиями и страстями. А их в фильме великое множество. От классической метафоры: огонь (символ всего мужского, заметьте в фильме с ним всегда «играют» только мужчины) — вода (чисто женская стихия, заметьте, как она сопровождает М. Терехову в течение всего фильма), до птиц (символа свободы, духовности, заметьте — в конце важный эпизод, мать героя отрубает голову петуху), игры отражений (в фильме огромное количество зеркал), света и тени и т. д. 

    И наконец, контуры этого величественного, гармоничного неразделимого здания намеренно подчеркиваются и высвечиваются произведениями искусства всех времен. От художника начала Ренессанса — Да Винчи через композиторов эпохи барокко (соответственно конца «возрождения») Баха, Перселла, Перголезе через мысли Пушкина и поэтов золотого и серебряного века прямиком к поэзии современности Арсения Тарковского. И вновь и вновь выявляется то же «Единство», родство, братство, семейственность и преемственность. Словно Тарковский через 500 лет после Шекспира хочет вновь воссоздать целостную картину мира и заново сплести, порвавшуюся века назад, «дней связующую нить».

    Зеркало как известно имеет свойство отражать образ совершенно любого предмета. Андрей Арсеньевич же создал его совершенно необычным и своеобразным. Ибо зритель видит в нем не только автора (которого в физическом смысле как раз и не видно в фильме — каждый строит собственный образ), но и самого себя, и свою судьбу, и судьбу всего мира, всей вселенной, всех времен и народов, связанных воедино. Навеки и навсегда.

    30 декабря 2014 | 15:35

    «Зеркало» Андрея Тарковского, во многом автобиографическая лента. Сюжет этой ленты, переписывался множество раз, иногда, что-то не нравилось чиновникам, иногда, сам Тарковский считал сценарий не доработанным. Но однажды, в 1973 году, после многочисленных поправок, заявка на фильм была, все-таки принята. И после сложной и изматывающей борьбы с чиновниками, на свет появилась, одна из лучших картин отечественного кинематографа.

    Сценарий фильма сосредоточился на истории матери и детства. Реально присутствует на экране старенькая мать, рядом с ней — молодая женщина, жена Наталья. Терехова играет обе роли: жену выросшего сына — современную женщину, и мать этого мальчика в молодости. Два воплощения одного и того же типа женской доли, женского характера, сплавленного из редчайшего обаяния и глубоко спрятанной злой обиды. Тарковского никогда не волновали любовные темы. Они — лишь составляющие в ткани более общей проблемы — неизбежности одиночества в эстафете поколений. Тарковский задает ряд вопросов: почему уходят любимые? Почему уходят любимые, почему дети, выращенные матерью в одиночестве, так же уходят, оставив старую мать с ее неразделенной любовью? Вопросы эти не имеют ответа. Никакой однозначной причины родительских размолвок Алексей (Олег Янковский) назвать не сумел бы, как не может сформулировать и причину своего разлада с женой. Опыт родителей не помогает сохранить семью, избежать вины перед сыном и женой. Вина не утоляет тоски по вечной любви. Семейная история становится притчей.

    Тарковский старается вернуть мгновения, запечатлевшиеся в детской памяти, остановить его. Насытиться прохладной крынкой с молоком, усеянной каплями. Порыв ветра сбивает со стола кувшин. Белое молоко медленно льется на пол, превращая растекающуюся белизну в событие запечатленного чуда. Тарковский комбинирует мгновения: шквал ветра за окном, взвивавшиеся занавески, фигурки бритых детей. Им руководит стремление передать факт, не забираясь в дебри кинематографических иносказаний. Для этого, считает Тарковский достаточно совмещать документальности с конкретикой живого образа.

    Итог: после масштабно-исторического «Андрея Рублева» и гениального в своей философии «Соляриса», «Зеркало», может показаться обманчиво простым, но это может произойти, только в том случае, если зритель откажется от понимания художественных и альтруистических принципов заложенных в самой картине.

    9 из 10

    14 апреля 2013 | 22:50

    «ЗЕРКАЛО» ТАРКОВСКИЙ.

    May. 8th, 2016 at 8:30 AM

    Массам искусства не надо. А нужно совсем другое. Отдыхательное зрелище на фоне нравоучительного сюжета.

    Андрей Тарковский.

    Когда говорила, что ценю раннего Тарковского, в том не было ни манерности, ни выпендрежа. Искренне верила. Имела геройство посмотреть в юности «Рублева», «Сталкер», «Каток и скрипку», «Зеркало». Не то, чтобы легко далось, но в сравнении с каторгой «Ностальгии» и «Жертвоприношения», все же курорт. Кто пробовал приобщиться высокого просмотром последнего фильма, поймет. Остальным и объяснять бессмысленно. За «Солярис» и не такое можно простить. А в «Зеркале» не запомнилось сцен жестокости, как в «Рублеве» и природа среднерусская — не постапокалиптический пейзаж «Сталкера». И там Терехова (ее одну помнила, Янковского нет). Если пересматривать — то «Зеркало».

    И да, совершенно приязненное отношение. Предвкушение: смотрела молодой, многое упустила в силу отсутствия жизненного опыта, дающего способность понять; теперь будет по-другому. Разгляжу невиданные прежде высоты и глубины. Эпизод с юношей, которого избавляют от заикания. Хорошо: «Я могу говорить!» А может ли на самом деле? Сейчас — да, но глубокие психотравмы, становящиеся причиной, одним сеансом гипноза не изживаются. Будем считать, что теперь может.

    Эпизод с матерью на заборе и прохожим врачом. Боже, какая красавица Терехова. Вот не могла увидеть в ней красоты в детстве, как ни внушала себе. А теперь вижу. Как хорошо, что взялась пересмотреть. Этим началось, на этом же и закончилось. Потому что следом начинаются остраненные тарковские видеоряды, призванные передать сложность его извилистого внутреннего мира, а с моим этот мир не совпадает.

    Попытаюсь объяснить. Исповедальность в искусстве предполагает много подводных камней, которые нужно уметь обойти, чтобы корабль твой не сел на мель или чего хуже — не затонул с пробоиной в борту. Ты хочешь рассказать о себе все, раскрыть мельчайшие оттенки чувств и переживаний. Ты готов сделать это предельно откровенно — хорошо. Миссия исповедника предполагает готовность толерантного принятия любого рассказа, который ему доверят. Но это именно, что миссия — тягчайший психологический труд. Помните, в «Игре в бисер» Гессе, эпизод с одним из житий, отшельником, чьим психологическим талантом было принятие исповеди?

    Мне, зрителю, эта роль чужда. Нет, не за развлечением с толикой назидания включила фильм. Для того, чтобы понять-уяснить-прояснить что-то свое. Не для того, чтобы копаться в вашем, при всем моем к вам уважении. Непростые отношения с матерью и отцом, понимаю. А у кого они простые? И времена тяжелые. А кому-то достались легкие. И главное, вы приходите в результате к какому-то итогу? Лечь и умереть от ангины? Вы говорите: «Я просто хотел быть счастливым». Отчего не стали? Не попытались хотя бы? У вас была конкретная цель — счастье. Почему теперь лежите и умираете?

    Я оказалась плохим исповедником, неспособным дать утешение? Или вы неискренним исповедующимся? А может вы не сумели (не захотели) облечь свою исповедь в понятные слова? Сделали вид, что хотите рассказать, но что-то самое важное зашифровали и это осталось набором ярких эпизодов (Типография, Сережки, Испанцы) скрепленных многозначительно-бессмысленными картинками.

    Одного сеанса гипноза недостаточно, чтобы излечить заикание. Оно от внутренней убежденности, что говоримое тобой, мир отторгнет. Прежде нужно налаживать отношения с миром. Учиться быть счастливым. независимо от внешних обстоятельств.

    8 мая 2016 | 07:31

    Четвертый фильм Андрея Тарковского не случайно занимает центральное место в творчестве и художественном наследии режиссера. «Зеркало» является своеобразным отражением и погружением в прошлое, в детство, в начало… Это попытка разобраться в минувшем, чтобы лучше почувствовать и понять грядущее. «Зеркало» — это сон, покаяние, вымученный и выстраданный слепок мироздания и бытия отдельно взятого человека, который через призму своих воспоминаний и снов переосмысливает свое мироощущение и свою самость. И в то же время, «Зеркало» — это повествование о духовном и нравственном мире людей и общества 70-х, стремление к своему зрителю, удивительный диалог режиссера со своей семьей, диалог предельно честный и искренний. Тарковскому удалось методами кино и искусства сделать глубокое философское произведение… Через историю своей семьи, он смог показать внутренний мир художника, раскрыть перед зрителями совершенно невообразимый для того времени метод и, конечно, опять окунуться в море гневной критики и завистливых, злобных обсуждений.

    «По хорошим временам я мог бы быть миллионером. Снимая по две картины в год с 1960 года, я мог бы снять уже 20 фильмов… С нашими-то идиотами снимешь!». Эту запись Тарковский сделал в своем «Мартирологе» в 1970 году, когда работа над «Солярисом» только началась и продвигалась медленно и мучительно. Но, уже тогда, он торопился и подгонял себя, ведь замысел «Белого дня» не давал ему покоя, он мечтал снять фильм о своем детстве, о тех ощущениях и переживаниях, картину об отце, матери, сестре… Фильм, в котором он бы мог говорить, в котором духовная традиция и нравственность смогли бы в полной мере пробиться в людские сердца, достучавшись до сокровенного.

    О чем же этот фильм? Он о Человеке! Он обо мне и о тебе, о тех, кто будет жить после нас… Поэтический стиль Тарковского здесь достигает апогея, кино существует как бы вне времени, оно течет, как сновидение, и, кажется, что видишь не кадры, а именно сон… И не случайно «Зеркало» начинается с робкой, вымученной фразы «Я могу говорить!». В этом весь Тарковский! Не смотря на простои и унижения, клевету и обвинения в «элитарности», отчаяние и кризис, режиссер говорил и творил, ведь для настоящего художника всегда главным остается внутренняя свобода, свобода творчества. Чтобы лучше понять «Зеркало», надо знать какое влияние на личность режиссера оказала его семья и в частности отец. Арсений Тарковский был не просто отцом по крови, он был отцом духовным и по признанию режиссера, он обязан всем, что есть в нем именно отцу. Выдающийся поэт и переводчик Арсений Тарковский оставил своему сыну невероятный духовный и нравственный пласт, оставив семью, он дал тому пищу для размышлений и повод для душевных переживаний… Уже в «Солярисе» эта тема отчетливо прослеживается и вместе с образом Дома, отчего или своего собственного, будет присутствовать и выходить на первые планы во всех лентах Тарковского, а в «Жертвоприношении» станет завещательной и итоговой.

    Удивительно и то, что многие, кто смотрели «Зеркало» говорят, что увидели историю своей семьи, вспомнили обрывки своего детства, обнаружили связь духовную и открыли в себе что-то новое. Тот шквал писем, обрушившийся на режиссера после выхода картины, не смотря на негативные и злобные высказывания, укрепил и обрадовал Тарковского. Ведь основная цель его фильма — это путь к зрителю, путь тернистый и долгий. Через историю своей семьи, через свои переживания, сомнения и надежды, он показал сначала советскому, а потом и мировому зрителю, как же все взаимосвязано и едино в нашем Мире. Природа существует не отдельно от Человека. Она противоречит его духовному пониманию бытия и морали, потому что не ставит себе великие цели и смыслы, она просто подчиняется тайному голосу Бога, а Человек познает окружающий мир, наделяя его символами и образами. В «Зеркале» символизм и образность причудливо переплетаются с реальностью. Актеры взаимодействуют с реальными людьми, например в картине снималась мать Тарковского Мария Ивановна Вишнякова, звучат стихи отца в его собственном исполнении… Двойственная природа «Зеркала» позволяет глубже понять и прочувствовать скрытые, потаенные вещи. Прошлое приходит в гости не слышно, то скрипнув дверью в прихожей, то прокатившись ветром по лугу, оно замирает в глазах красивой женщины, сидящей возле старого дома… Дым ее папиросы затейливо вьется и исчезает. Голос Иннокентия Смоктуновского растворяется в великой и величественной музыке Баха. «Зеркало» говорит нам и о миссии Человека. Кто я? Кто они? Или мы все — это одно целое? Как одно поколение, сменяя другое, оказывает такое разное влияние на тех, кто будет жить дальше? Сила искусства в фильме противостоит семейным катастрофам и нравственным коллапсам, оно объединяет Человека с мирозданием, помогает понять себя. Всю свою жизнь Тарковский считал именно «Зеркало» своим лучшим фильмом. Не выдающийся «Андрей Рублев», мощнейший «Солярис», честный и пронзительный «Сталкер», триумфальное «Иваново детство» не были для режиссера так важны, как «Зеркало». А для оператора Георгия Рерберга этот фильм стал подлинным триумфом.

    Каким бы мог быть мировой кинематограф сегодня, доживи Тарковский до своего 80-летия? Воплотились бы в жизнь его мечты снять фильмы о Достоевском и «Чума» по Камю? Какими были бы мы сегодня, посмотрев его фильмы? Отражения в зеркалах глядят на нас с надеждой и предостережением, прошлое и будущее причудливо переплетаются… Миры Андрея Тарковского продолжают жить и волновать все новые умы. «Зеркало» продолжает ставить вопросы и напоминать о тех людях, которые жили в несвободные времена, но со свободной душой. Они были, творили и, действительно, «свиданий наших каждое мгновение мы праздновали, как богоявление»…

    Нас повело неведомо куда.
    Пред нами расступались, как миражи,
    Построенные чудом города,
    Сама ложилась мята нам под ноги,
    И птицам с нами было по дороге,
    И рыбы подымались по реке,
    И небо развернулось пред глазами…
    Когда судьба по следу шла за нами,
    Как сумасшедший с бритвою в руке.

    10 из 10

    6 апреля 2012 | 08:57

    В 1974 году Андрей Тарковский снял фильм «Зеркало», за который получил столько критики, сколько не получал за все свои предыдущие и последующие картины. Фильм общепризнанно считается центровым в фильмографии режиссера. Сегодня я посмотрел его во второй раз.

    Фильм не имеет явной сюжетной линии, поэтому нет смысла пытаться его пересказывать. Главный герой вспоминает картины из своего детства. Эти воспоминания перемешаны с событиями, происходящими вокруг. События в прошлом и настоящем совпадают и перемешиваются в сознании персонажа: в детстве он рос без отца, став взрослым, сам бросил сына. Путаницы добавляют актеры, которые играют по две роли: разных персонажей в разное время. Мать в прошлом — точная копия жены в настоящем. Сам герой в прошлом — копия своего сына в настоящем. Подчеркиваю, персонажи из прошлого похожи на настоящих, а не наоборот. Мы видим не объективную экранизацию прошлых событий, но экранизацию субъективных воспоминаний и субъективного восприятия действительности. Этот клубок предстоит распутать упорному зрителю, причем одного просмотра явно недостаточно.

    В фильме есть несколько революционных моментов. Во-первых, съемка от первого лица на протяжении половины фильма. Напомню, 1974 год, Doom’а нет еще даже в проекте. Во-вторых, обилие рапидной съемки: замедленный бег, замедленное движение травы и деревьев. Это все за 30 лет до «Матрицы». В-третьих, нереально красивые контрасты: огонь под дождем, изысканные платья на фоне облупленных стен и много еще чего. Ну и кроме этого, обилие всевозможных символов и намеков, которые можно трактовать как по Библии, так и по Фрейду.

    К фильму «Зеркало» у меня особое отношение. Этот фильм мне нравится и не нравится одновременно. Я восхищаюсь постановкой кадра, игрой актеров, многими диалогами и монологами. Меня также радует обилие в фильме чисто Тарковских фишек: с потолка там все время капает, камера плавно двигается кругами, стены вечно грязные. В то же время откровенно раздражает постоянное бубнение стихов Арсения Тарковского в исполнении автора, документальные кадры и некоторая несвязность фильма. Но все таки я признаю, что если выкинуть из фильма стихи, убрать хронику и попытаться упорядочить сцены, «Зеркало» больше потеряет, чем приобретет. Это авторское творение, гений мирового кинематографа знал, что снимать и как монтировать. Такой вот противоречивый фильм.

    Рекомендуется к просмотру людям, имеющим склонность к возвышенному: фильм переполнен стихами, образами ренессанса и классической музыкой.

    9 из 10

    24 декабря 2009 | 12:18

    «Зеркало» считается одним из лучших фильмов Тарковского, если не лучшим. Есть статья Баткина об этом фильме, в которой отражены достоинства картины — более внятного и обоснованного хвалебного отзыва не встречал.

    Сам посмотрел фильм со смешанными чувствами. Безоговорочное восхищение вызывает режиссерское видение кадра, соотношение картинки с канонами живописи, соответствующий подбор типажей на роли. Отмечу не только сходство Тереховой с женским портретом, воспроизведенным в фильме, но и сходство, например, женщины с голубыми сережками с типажами голландских живописцев.

    Вариации на тему поисков утраченного времени осуществлены Тарковским в виде коллажа разновременных картинок, неоднозначными по достоинству сценами. Авторский произвол поставлен во главу угла и основным принципом организации материала является попадание того или иного в сферу интереса автора. Стал бы фильм хуже, если не было бы сцены с висящей в воздухе Тереховой или при замене сцены гипноза в начале фильма на плавание детей в бассейне в документальной стилистике? Насколько прием вкрапления в визуально прекрасную картинку музыки Баха, Генделя или Перселля является оригинальным и незатасканным?

    Для меня во всяком случае очевидно, что хорошие сами по себе стихи Арсения Тарковского можно вкрапить почти в любую из сцен фильма, а также можно вставить еще 2-3 хороших стихотворения. Равным образом фильм можно спокойно перемонтировать(не в линейной, понятно, последовательности), добавить в него несколько сцен или, напротив, убрать.

    Подобного рода авторский произвол или необязательность видятся мне не не величием самобытности Тарковского, а свидетельством специфики и в какой-то степени неорганизованности несомненного таланта. Термин «тарковщина» появился не на пустом месте и, будучи развит до логической последовательности, может привести к созданию запоминающегося визуального ряда под классическую музыку. Сейчас в этом преуспевает Теренс Малик, которого рецензенты полагают идеальным постановщиком съемок кадров для свадеб.

    По мелочам: фильм еще раз убедил меня в том, что Терехова посредственная актриса. Тарковский использовал ее фактуру, играть же актрисе почти и не пришлось. Сцены стилизации под военную хронику с перемещением в грязи и мелководье все-же лучше сделаны в «Сибириаде» Кончаловского. Прием чередования воспоминаний с современностью, смешения временных пластов новаторским не является, достаточно вспомнить «Кузину Анхелику» Сауры, более цельный и организованный фильм.

    «Зеркало», возможно, и впрямь лучший фильм Тарковского, в котором есть запоминающиеся кадры, ряд образов(Леса, Матери, сильно идеализированного Детства). Выросший в «образованного» художника рассказчик (довольно-таки ограниченный душевно и черствый человек) с наибольшей нежностью вспоминает детство, фактически дорефлексивный период. И каков вывод — вернуться к истокам, «будем как дети», отказаться от книжки с репродукциями Леонардо?

    7 из 10

    23 октября 2012 | 08:37

    После шедевральных «Сталкера», «Соляриса» и «Рублева» я решил посмотреть этот фильм. Такого разочарования я давно не испытывал, особенно печально, что это разочарование пришло от фильма такого мастера. Стиль Тарковского здесь безусловно присутствует в том же виде, что и в вышеперечисленных картинах. К этой части у меня претензий нет. Главная же загвоздка заключается в сценарии ленты. Герой (очевидно прототипом послужил сам Тарковский) выкладывает напоказ зрителю свои сугубо личные переживания и комплексы, свои проблемы в личных отношениях с женой, сыном и матерью, отцом. Однако вместо того, чтобы их разрешать, герой предпочитает забываться в своих воспоминаниях и снах (в духе Линча) о детстве. Воспоминания — вещь хорошая, но когда они преобладают в жизни над повседневними трудностями, над реальным действием, над решением задач, то они превращают человека в какой-то жалкий эмбрион, который полубессознательно проживает остатки своей жизнь. Складывается впечатление, что перед нами умирающее создание, у которого беспорядочно всплывают фрагменты ушедших событий. Проанализировав сны главного персонажа картины, где мать, как по Фрейду, замещается женой, можно сделать вывод, что вся жизнь его — это череда ошибок в отношениях с обеими. Герой даже не пытается наладить отношения с близкими ему людьми — он сухо разговаривает с матерью по телефону, с женой в личной беседе, и даже сын не жаждит с ним остаться. Итогом этой инфантильной, сторонней созерцательности жизни оказывается то, что он оказываеся у разбитого корыта и погружается в воспоминания, которые только дают иллюзию счастья.

    Главное разочарование для меня в этом фильме то, что фильм этот — зеркало души самого режиссера. И не хочется верить, что человек, создавший такие шедевры, настолько сам был несчастен в личной жизни. Видимо автору уже нечего было сказать, чтобы он отважился показать зрителям столь серьезные её проблемы. С другой стороны у ленты есть плюс — она учит тому, чтобы не быть таким как этот человек и действовать вместо того, чтобы заниматься воспоминаниями прошлого и разрушением будущего.

    20 апреля 2010 | 18:12

    Фильм начинается с научного видео, в котором демонстрируется способ избавления от мучающего недуга (в примере это икота) путем концентрации данного напряжения на другом объекте.

    Сюжет фильма — воспоминания о детстве и взрослой жизни самого Тарковского. В центре сюжета — сложные взаимоотношения с матерью. По сюжету главный герой говорит, что его мучает один и тот же сон — это сон про его детство. Данная работа Тарковского и есть концентрация своего внимания, с целью снятия напряжения.

    Фильм очень интимный. Все режиссеры вкладывают в свои работы личный опыт. Но данная работа настоящая исповедь. Главный герой говорит, что книга — это поступок. Поэт должен вызывать душевное потрясение, а не воспитывать идолопоклонников. Именно таким видит предназначение своей работы Тарковский — поэтому он предельно честен со зрителем в своих воспоминаниях.

    В зарисовке парень смог избавиться от икоты. Итог Тарковского — ухудшение его состояния. Он объясняет, что просто хотел просто быть счастливым и просит оставить его. То, что ребенок-Тарковский уходит в закате с матерью-старушкой — символ того, что он поступки матери понял и дал ей то, что нужно было ей. 

    В картине очень сильная работа оператора, звукорежиссера, режиссера, актеров. На протяжении всего фильма ощущение — что это твои воспоминания. Что это ты бежишь под дождем, слышишь шелест листьев и замечаешь зеркальность судеб и поступков.

    Именно таким и должно быть искусство.

    9,5 из 10

    27 марта 2016 | 20:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>