всё о любом фильме:

Мотылек

Papillon
год
страна
слоган«Франция забыла о вас... Забудьте и вы о Франции»
режиссерФранклин Дж. Шаффнер
сценарийДалтон Трамбо, Лоренцо Семпл мл., Уильям Голдмен, ...
продюсерРобер Дорфман, Франклин Дж. Шаффнер, Эмануэл Л. Вульф, ...
операторФред Дж. Конекэмп
композиторДжерри Голдсмит
художникЭнтони Мастерс, Джек Макстед, Энтони Пауэлл
монтажРоберт Свинк
жанр драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  30.1 млн,    Германия  8.5 млн,    Франция  3.85 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время151 мин. / 02:31
Номинации:
За убийство, которое он не совершал, взломщик сейфов Анри Шарьер приговорен к пожизненному заключению и отправлен на каторгу. Прозванный «Мотыльком» из-за того, что на его груди вытатуирован этот символ свободы, Анри совершает несколько попыток побега. В наказание власти надолго сажают его в карцер, а затем отправляют во Французскую Гвиану на остров Дьявола, со всех сторон окруженный океаном.

Из этой самой страшной каторжной тюрьмы не удавалось бежать ни одному заключенному. Но ничто не может заставить Анри пасть духом и сломить его решимость вырваться на волю…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
12 + 1 = 13
7.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Анри Шарьера «Мотылёк» (Papillon, 1969).
    • Несмотря на то что оригинальная книга Анри Шарьера является автобиографической, французы во Французской Гвиане единодушно утверждают, что большая часть истории Папильона — не более чем художественный вымысел.
    • В оригинальном романе Луи Дега — второстепенный персонаж, остающийся за пределами сюжета уже в первой половине книги. В фильме же Дега стал одним из главных героев.
    • Для Стива МакКуина это была уже вторая тюремная драма, в которой он сыграл героя-беглеца: первой был фильм «Большой побег» (1963).
    • Создавая образ Луи Дега, Дастин Хоффман вдохновлялся образом соавтора сценария фильма Далтона Трамбо. Особенно это касается отчужденности и застенчивости легендарного сценариста, которые просто поразили Хоффмана при знакомстве с Трамбо.
    • Чтобы нормально видеть сквозь толстые стекла очков своего героя, Дастину Хоффману пришлось носить специальные контактные линзы.
    • Документально засвидетельствовано, что Анри Шарьер был заключен в тюрьму Сан-Лоран и, возможно, сбежал оттуда, однако он никогда не был в заключении на знаменитом острове Дьявола, хотя тюремное поселение на этом острове действительно существовало.
    • еще 4 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • И книга, и фильм представляют берега острова Дьявола как сплошные высокие скалы. На самом деле берега острова Дьявола (ныне известного как остров Спасения) хотя и действительно скалистые, но пологие.
    • Когда Папильон в первый раз попадает в карцер, его кусает летучая мышь-вампир. Рана, оставленная ею, выглядит как два маленьких отверстия, из которых сочится кровь, — точь-в-точь как в мистических фильмах о вампирах. Однако проблема в том, что летучие мыши-вампиры, хотя они действительно пьют кровь, действуют при этом несколько иначе, нежели их собратья из легенд. Подлетев к спящему живому существу, летучая мышь-вампир не кусает жертву клыками, которых у рукокрылых попросту нет, а срезает у жертвы маленький кусочек кожи острыми резцами, после чего шершавым языком углубляет ранку. Слюна этих нетопырей содержит химикат, который оказывает обезболивающий эффект, а также препятствует свертываемости крови. После этого летучие мыши парят над жертвой, слизывая капли крови, которые сочатся из ранки.
    • В финальных кадрах, когда Анри Шарьер плывет на мешке с кокосами, сквозь воду можно разглядеть водолаза в синих шортах и ластах, который придерживает мешок под водой.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Этот фильм считается основанным на реальной истории, которую описал в своём романе французский автор Анри Шарьер, хотя ему предъявляли потом претензии по поводу ряда несоответствий. Однако Шарьер уверял, что лично отбывал в 30-е годы тюремное заключение во Французской Гвиане на так называемом «Острове дьявола», откуда неоднократно пытался совершить побег, за что и получил прозвище Мотылёк. А экранизировал его произведение как раз в год смерти писателя 53-летний американский режиссёр Фрэнклин Шефнер, опытный мастер лент с тщательным воспроизведением исторической среды, а также зрелищных боевиков. В данной картине он удачно сочетает занимательную интригу, экзотику действия, приключения и перипетии, выпадающие на долю героев, а также глубокое осмысление событий, которое вполне можно счесть экзистенциальным по своей сути, поскольку речь идёт о попытке человека, оказавшегося в типичной «пограничной ситуации», не только выжить, но и выбраться за пределы этого угнетающего существования. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 39 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Начну с того, что избежать сравнение с легендарным фильмом Фрэнка Дарабонта не получиться, так как фильмы действительно похожи. Главный герой здесь, как и там, мечтает выбраться из тюрьмы, так как не желает провести всю свою жизнь в тюрьме за убийство, которое он не совершал. Два фильма про стремление к свободе, про мечту, про дружбу и про нескончаемую веру.

    Фильм, не побоюсь этого слова, гениальный. И, как по мне, одно из самых примечательных в этом фильме — это, безусловно, актерская игра. Стив МакКуин и Дастин Хоффман так сыграли, словно они и пережили весь этот страх, боль, постоянные тяжелые и безысходные испытания, как и их герои. Здесь вообще нет актеров, которые бы сыграли плохо: каждый актер сыграл шикарно и каждый был к месту. Сама история персонажей, их дружба, она так проникновенна, что к финалу не хочется, чтобы фильм заканчивался.

    У меня после просмотра возникает лишь один вопрос: «Побег из Шоушенка» считается чуть ли не лучшим фильмом за всю историю кинематографа, но почему на этом месте не «Мотылек»? Наверное, мне это не понять. Фильм Шаффнера достоин такое же внимание и популярность, как и фильм Дарабонта.

    Фильм многому учит и многое показывает. Абсолютно каждый должен его посмотреть.

    10 из 10

    18 мая 2016 | 20:55

    - Помнишь, что цыпленок сказал ласке?

    - Если бы ласка была здоровой, у цыпленка не было бы шанса что-либо сказать.
    ©

    Такие картины нужно показывать детям, на таких фильмах взрослеет душа человека. Подумать только, прошло 30 лет, а события истории происходят ещё раньше, в первой половине XX века, но как современно, с каким интересом и любовью снят фильм. Многие любят и считают самым гениальным «Побег из Шоушенка», согласна, в его величии даже сомневаться не приходится, но, возможно, кто-то посмотрит «Мотылёк» и на один любимый фильм у него станет больше.

    Я просто обожаю творчество Дастина Хоффмана, его актерскую игру, как он умеет подать характер персонажа сделать его таким близким и родным. А про Стива МакКуина я ничего не знала до этого фильма, у него получилось гениально передать образ невиновно осужденного за убийство, донести до зрителя глубоко нравственный характер. В фильме очень много ярких второстепенных персонажей, но именно тандем МакКуина — Хоффмана привлекает наибольшее внимание и сочувствие.

    Фильм, как и книга (более насыщенная событиями), по которой он был снят — отличное пособие, в первую очередь по психическому выживанию в нечеловеческих условиях. Фильм учит борьбе за самое первое право данное человеку от рождения — право жить и быть свободным. Вы только представьте, Французская Гвиана, отдаленная от материка колония, тяжелые каторжные работы, люди спят прикованными к постели. Осужденному за первый побег давали два года одиночной камеры, где расстояние от стены до стены всего лишь пять шагов, за второй побег — пять лет тюрьмы, а за третий уже гильотина. За любое нарушение правил в одиночке, в два раз урезали питание и закрывали доступ света. В таких тяжелых условиях только человек с непреклонной волей и сильный духом будет пытаться бороться, а слабый лишь существовать.

    Не смотря на то, что фильм идет 2,5 часа, он смотрится просто на одном дыхании, начавшись практически сразу динамично, сюжет не теряет своего темпа до самого финала. Всей душой переживаешь за судьбу героев, я уже и не помню, когда в последний раз я получала такое удовольствие от просмотра. Фильм не только об экзистенциальном стремлении человека к свободе, но и о настоящей дружбе, взаимовыручке и поддержке, которая встречается чаще на страницах книг и киноэкранах, чем в реальной жизни. Рекомендую всем к просмотру.

    10 из 10

    3 мая 2012 | 12:46

    Может ли человек сохранить надежду, находясь в заключении всю жизнь? Степень стремления к свободе зависит от силы духа и значимостью быть свободным. Фильмов на подобную тематику хватает, но видели ли вы такие, которые были бы подобны «Мотыльку»? Вряд ли…

    Сюжет.

    Картина рассказывает о невероятной жизни Анри Шарьера. Этого человека приговорили к пожизненному заключению за убийство, которое он не совершал. Сначала его отправляют на каторгу, а потом сажают в карцер за попытки побега.

    Встретив Луи Дега, они вместе начинают планировать, рассчитывать, пытаться… Но всё бессмысленно. Сдаться или держаться дальше, пытаясь обрести свободу?

    Актёрская игра.

    Стив МакКуин. Все эмоции правдоподобны, мимика, присущая обстоятельствам, достоверна, а жажда вырваться на свободу так и блещет в его душе. Он вошёл в образ так, как было нужно.

    Дастин Хоффман великолепен. Мысли и желания его персонажа не удается понять вообще. Сначала на его лице проскальзывают хитрые, мерзопакостные планы, а позже он кажется благородным человеком и верным другом.

    Саундтрек никогда не бывает лишним, если грамотно интегрирован с фильмом. В «Мотыльке» он значительно усиливает и без того глубокий драматизм. То воодушевляешься подвигам героя, то сожалеешь его неудачам.

    Режиссура.

    К сожалению, Шеффнер не смог добиться всеобщей славы и великой популярности, но он сумел подарить зрителю то, над чем стоит задуматься. Картину, от которой кровь стынет в жилах не из-за ужаса, а из-за великого стремления, грандиозной цели и невероятной стойкости.

    10 из 10

    24 сентября 2013 | 10:26

    Сразу хочу сказать, что мне не так уж важно, сидел или нет Анри Шарьер. Он написал роман, и был снят отличный фильм. У этого фильма мне не до поиска несоответствий, в какой-то момент просмотра меня цепляют за душу так, что не отпускают ещё долго после окончания. Большинство людей ходит в кино за эмоциями, мне их тут даже многовато. Стив МакКуин и Дастин Хоффман играют так, что после хочется спросить: скольких нервных клеток и седых волос им стоили эти съёмки?

    Ярко показан быт: чего стоит только одно утреннее умывание! И этот конраст между свободными людьми и зеками. А ведь есть ещё «одиночка» — там разве можно выжить? «Затемнить камеру и урезать порцию," — откровенный, изощрённый садизм. Это невыносимо! Смотреть тяжело, но и оторваться невозможно даже при повторном просмотре.

    Музыки в первой половине фильма почти нет, современному зрителю, привыкшему к постоянному фону, это уже странновато, ну, так и место такое — не до музыки. Но она всё-таки появляется, подчёркивая важность момента.

    Попытки вырваться напоминают бьющуюся об стекло бабочку — поняла бы уже, что не вылетишь, и смирилась. Но разве ж это жизнь?..

    «Шесть!».

    10 из 10

    9 апреля 2013 | 16:23

    Я не киновед, но киноман. Поэтому попробую просто описать эмоции, возникшие у меня при просмотре этого фильма. А их было необыкновенно много.

    Фильм меня просто заворожил, вырвал из реальности. Гениальные актеры Маккуин и Хоффман играют так, что веришь каждому вздоху. Я буквально испытывала все чувства их героев: боль, отчаяние, разочарование, неуемную тягу к свободе, и маленькие моменты счастья и свободы, такие ценные на фоне нечеловечески тяжелых условий, которые, мы, избалованные легкой жизнью, разучились ценить — кусок вкусной еды, плечо друга, помощь незнакомца.

    Фильм — нестареющий шедевр, в нем есть та высокая цель, ради которой и создаются подлинно великие произведения искусства: делать нас лучше, добрее, сильнее, напоминать о том, что настоящий человеческий стержень не сломать никакими испытаниями.

    10 из 10

    20 апреля 2014 | 11:03

    «Мотылек» — это настоящая классика, с которой должны ознакомиться все мало-мальски уважающие себя кинолюбы. Фильм снят по роману Анри Шарьера о заключенном Мотыльке, отбывающем свой срок, при том незаслуженно, во Франузской Гвиане.

    Фильм о бесконечном стремлении к свободе, неугасающей силе воли человека, не боящегося никаких преград перед его конечной целью и мечтой. Фильм о предательстве людей и страны, которым главный герой и его друзья по несчастью абсолютно не нужны. И наконец, фильм о крепкой, суровой, но в то же время бесконечно живой и доброй дружбе, прошедшей через все испытания и годы.

    Потрясающая игра актеров. Дастин Хоффман и Стив Маккуин не играли, а буквально жили своей ролью. Им сочувствуешь и скорбишь о поломанной судьбе. Сильная музыка, окружающие пейзажи, которые при всей своей красоте стали ненавистны героям, мечтающих хоть разок перед смертью увидеть родную Францию…

    Безусловно, Фрэнк Дарабонт снял всеми любимый «Побег из Шоушенка» под впечатлением от «Мотылька». Эта картина послужила прототипом для многих тюремных драм, по праву входящих в наши коллекции избранных фильмов.

    Очень сильный фильм, который многому может научить…

    9/10

    PS: потрясающе пронзительны голубые глаза у Стива Маккуина…

    13 марта 2010 | 18:18

    Знаете, вчера я посмотрел этот фильм, впервые, с красными от стыда ушами, перед сном, а сегодня я проснулся другим человеком, я даже во время просмотра ощущал, как он меняет меня. Это неожиданно, это как сидеть в одиночной камере, ожидая смертного приговора и вдруг получить амнистию, или как услышать горькое «нет», отказ в безответной любви, а потом, тут же, почувствовать нежную длань на плече и раскаивающееся «да». Так и я, казалось, посмотрел все топовые ленты кинопоиска, и не чаял откопать бриллиант в кинотрухе, обреченно уже было зашагал прочь с киноперрона, но тут услышал гул локомотива, увидал семофоры, крик машиниста Шаффнера — и остановился как вкопанный. Да это же мой поезд! Это тот самый фильм, краеугольный, с героем, остающимся в памяти надолго, если не навсегда. Этот фильм для всех и про всех, кто хочет понять, что такое «настоящий мужчина», хотя нет, таких людей, скорее всего, не существует.

    Основные посылы фильма ясны и понятны, всепоглощающая человеческая воля, способная через все преграды, через ад, через время, протащить человека к свободе. Но как высоко парит герой МакКуина над всеми! Он где-то там, возле солнца, когда у него есть цель — его просто не в силах остановить ни природа, ни человечество, ничто! Он со своей навязчивой идеей достигнет цели, потому что он не боится сгореть! И в этом его главная сила, но ее достаточно.

    А ведь главное, что есть в нас, либо главное, чего в нас нет — это воля. Так хочется перед искушением, перед лицом опасности стоять гордо, не ведя бровью. Так хочется перешагнуть через сковавшие нас стены. Но мы! Мы хорошо знаем, что для этого нужно, и мы боимся этого, да, не боятся только дураки, но воля тем и отличается от безумства, что тебе страшно, но ты делаешь, ты борешься, зная, где-то подсознательно, этой самой волей ощущая, что шанс, пусть и один из триллиона, но есть! А значит путь только один. Это так трудно, что 999 из тысячи переломятся пополам, просто нужно быть Мотыльком.

    Да, желая быть Мотыльком, в жизни мы остаемся Де Га… Хотя, чертик внутри, до сих пор верит в обратное. И спасибо этому фильму, что он такое внутреннее, задорное, в нас будит. И черт возьми, хочется сказать нынешним режиссерам, актерам — если вы хотите создать запоминающегося героя в кино, то посмотрите этот фильм! Или посмотрите его три тысячи раз — ведь это славный пример. И не бойтесь сгореть.

    9 из 10

    17 марта 2013 | 12:00

    Вор по прозвищу Мотылек был пожизненно осужден за убийство, которого он не совершал. Ему был предоставлен выбор: смириться со своим положением, не испытывая судьбу, или бросить ей вызов и сражаться за свою свободу. Мотылек выбрал второй путь. Его шансы были близки к нулю, но он, казалось, даже и не думал об этом, держа в голове одну мысль — любой ценой выбраться с Острова Дьявола.

    Многие люди сдаются после нескольких минут, видя, как у них что-то не получается. Мотылек не сдавался на протяжении нескольких ДЕСЯТКОВ ЛЕТ. И если кто и является олицетворением фразы «Невозможное возможно», то это герой Стива МакКуина, а не какие-нибудь спортсмены из рекламы Adidas.

    Вы не найдете в этом фильме затянутых диалогов и монологов, наполненных пафосом и несущих «глубокий смысл». Герои немногословны, но их словам веришь. Веришь, когда Мотылек кричит: «Я все еще здесь, ублюдки!», веришь, когда осужденный за мошенничество Луи Дега со слезами говорит: «Прости меня, Мотылек», веришь в настоящую, искреннюю дружбу героев Хоффмана и МакКуина.

    Не зря в списке жанров значится «приключения». Чего только не происходило с Мотыльком в течение его жизни, самые разнообразные люди и места встречались на его пути. Он ловил крокодила, курил сигару человека, зараженного проказой, питался жуками, сидел несколько месяцев в полной темноте, делал татуировку вождю туземцев, жил в монастыре, плыл на лодке в шторм, попадал под обстрел пулями из ружей и дротиками из трубки, он нашел друзей и через некоторое время потерял многих из них. На протяжении своих попыток сбежать из колонии он видел и доброту, и предательство, и жестокость, и милосердие. Я уверен, практически каждый зритель во время просмотра этого фильма будет переживать за Мотылька до самой последней секунды. Будет много моментов, когда вы подумаете: «Ну наконец-то, сейчас ему ничего уже не помешает сбежать!» и через пару минут поймете, что ошиблись. И это заставляет не отрываться от фильма ни на минуту, чтобы узнать, какой же конец у этой истории.

    Пару слов об актерах. Дастин Хоффман и Стив МакКуин — во многом именно они творцы успеха этого фильма. Не знаю, возможно ли вообще более достоверно и ярко раскрыть своих персонажей. Луи Дега: неразборчивая, слегка заикающаяся, но при этом довольно заумная речь, бегающие глаза, испуганный вид. Мотылек: хмурое выражение лица, твердая походка, прищуренный взгляд. Но самое главное в герое МакКуина — это постоянно горящие глаза, особенно в моменты, когда он придумывает очередной план побега. Не знаю, как актеру удавалось так передать этот элемент, но это было просто потрясающе, действительно было видно, что этот человек не остановится ни перед чем, ничто не сломает его, никакие насмешки судьбы не заставят его капитулировать. Вообще, все, что я видел на экране от этих двух людей было очень достоверно и соответствовало их поступкам по сюжету. И даже конец фильма, до конца открывший главные черты характера двух друзей и обнаживший принципиальные отличия одного от другого, выглядел как логичное следствие увиденного в начале и середине повествования.

    Еще хотелось бы сказать о сравнении этой ленты с «Побегом из Шоушенка». Все-таки, я бы не стал так напрямую сравнивать эти два фильма. Я считаю, несмотря на многие сходства, эти фильмы имеют довольно много различий, прежде всего у них разная мораль, идея, в «Побеге из Шоушенка» совершенно другие характеры. Можно сказать, что эти фильмы рассказывают нам об одном и том же по-разному. Лично мне очень нравятся оба фильма, каждый по-своему, и я не могу поставить один из них выше, а другой ниже.

    Так или иначе, «Мотылек» — очень сильный фильм, режиссер сумел сделать его по-настоящему интересным, не потеряв при этом смысла и глубины, заставил зрителя смотреть не отрываясь, и в то же время, дал почву для серьезных размышлений. И, как уже было отмечено многими, странно и даже немного обидно, что такой фильм не попал в различные рейтинги вроде здешнего top 250. Он безусловно заслуживает этого. Желаю всем приятного просмотра.

    10 из 10

    28 февраля 2010 | 12:47

    Остров Дьявола — жуткое место. Здесь находится тюрьма, которую можно заслуженно назвать адским чревом. И фильм во всех подробностях обрисовывает нам колоритную жизнь заключенных в этом проклятом месте. Но «Мотылек» рассказывает не о жуткой тюрьме. На её фоне нам раскрывается история. История о сильном телом и духом человеке, который стремился лишь к одному — сбежать с забытого богом острова…

    «Мотылек», как прозвали нашего героя, получил своё прозвище из-за тяги к побегу. С самого начала повествования герой Стива МакКуина дает понять — его не пугают предстоящие испытания, ужасы затхлых камер, похлебка, которая лишь называется едой. Во время своего путешествия во владения Французской Гаваны, Мотылек цепляется за Луи Дега — знаменитого фальшивомонетчика, с помощью которого предприимчивый медвежатник собирается вырваться на волю.

    Испытания, которые выпадают на долю Мотылька, порой повергают в ужас. Он сидел в карцере два долгих года по вине Дега, но так и не произнес его имени надзирателю. Стальная воля и несгибаемый разум помогли Мотыльку выдержать испытание тьмой, голодом и сумасшествием. Он вышел на воздух, и… вновь принялся планировать побег…

    Персонаж Хоффмана на фоне решительного МакКуина выглядит просто хлипкой пародией на человека. Да, поначалу он кажется нам решительным и даже дерзким. Но чем дальше идут дни, месяцы и годы, тем слабее становится Дега. Он осторожен, кроток, но всегда при деньгах. Именно хрустящие бумажки помогли ему отыскать место в маленьком уголке коррупции. Но если бы не финансы хитрого француза — не видать бы Мотыльку даже попытки обрести свободу.

    МакКуин великолепен. Его поразительная мимика впечатляет до глубины души. Его выражения лица иногда смешат там, где по сюжету этому быть не положено. Первая половина фильма просто пронизана яркой и запоминающийся сменой масок бесстрашного заключенного, и зритель с нетерпением будет ждать новых фокусов от талантливого актера. И даже посреди зловещих камер и темного карцера, лицо главного героя заставляет засмеяться (как, например, в сцене, когда в карцер Мотылька неожиданно возвращается свет).

    В остальном мы видим насыщенный сюжет, еще нескольких интересных персонажей. Туземцев с хорошо подобранными лицами. И наконец — Мотылька, уже постаревшего, но еще крепкого разумом и идеей. Он не жалеет о своих неудачах, не жалеет о том, что чертов Остров отнял у него много лет. Действительно, как говорил некто во сне героя «Вы обвиняетесь в пустой растрате жизни». Как еще хуже может растратить годы человек, не совершавший своего преступления? «Виновен», — обреченно говорит МакКуин, облаченный в светлый костюм, и уходит прочь…

    Итак, побег стал для Мотылька не просто целью. Он стал для него идеей. Сражением, которое не могло окончиться ничьей. Поэтому даже после многих лет Мотылек не оставил своей мечты. Его жутковатая и вместе с тем забавная улыбка на последних минутах фильма только подчеркивает характер, и говорит — «Я может и стар, но в душе я тот же Мотылек».

    Поэтому подводя итог, можно с уверенностью сказать — «Мотылек», благодаря герою, который воплощает собой нерушимое стремление к мечте, воплощение моральной и физической мощи, а также яркой актерской игре, натуральным съемкам и пейзажам, уходит далеко вперед по сравнению с тем же великим и ужасным «Побегом из Шоушенка». Может фильм и имеет в своей копилке три с половиной десятилетия стажа, но он стоит потраченного на него времени. И даже больше чем стоит.

    10 из 10

    8 февраля 2010 | 00:09

    Ну что, ублюдки? Я по-прежнему жив! (с)

    Обвинять может только Бог и маленькие дети. (с)


    «Мотылёк» — достаточно простое, линейное, обходящееся без изощрённой жестокости и сильно запутанных интриг кино, очень «мужское», честное, прямодушное, и при этом Франклин Шаффнер ничего не подаёт в лоб, обходится без дешёвых приёмов манипулирования зрителем, не давит на жалость и не пытается выбить слезы.

    Короткие слова тюремщиков в начале полностью определяют то, на что обречены люди, среди которых находится герой фильма. Их приговорили, но не убили и не заточили в камеры с решётками, а обрекли на более бесчеловечно-гуманное существование. Они — собственность колонии. Нация родной страны избавилась от них.

    Самое сложное при просмотре этого фильма — определить, почему он так резко бросается в глаза на фоне ряда других тюремных историй о невинно заключённых. Сценарий к фильму написал Далтон Трамбо, известный, талантливый и сильный драматург. И можно предположить, что именно он заложил основу этого стиля фильма — настроение, эмоциональную окраску, трагико-реалистический посыл и похвальное неравнодушие к своему герою, сочувствие и желание, чтобы зритель тоже проникся историей персонажа. Это лишний раз объясняется тем, что писал он сценарий при участии самого Анри Шарьера — автора одноимённого автобиографического романа, который лично испытал эти тюремные тропики на своей шкуре. И как знать, не был ли «Мотылёк» для крайне одарённого сценариста и мало состоявшегося режиссёра своеобразным продолжением истории о бедняге Джонни? Ведь в единственном режиссёрском фильме Далтона Трамбо история была о человеке, который оказался в ужасающем положении, но даже из него находил возможность контакта с миром. Словами Джонни Бонэма Трамбо вынес вердикт самой сути войны, а Мотылёк своими краткими, но жёсткими и попадающими в цель фразами выносит приговоры всей жизни, всему людскому обществу с их устаканившимися дурными предрассудками, мифами и привычками.

    Хмурый человек, шагающий в строю заключённых, слышит обращение к себе, со словами «ты вернёшься». Он не убивал сутенёра. Он вообще не был убийцей или злодеем, но он совершил иное преступление, которое не указано в кодексах, за которое нельзя засудить, но которое в нашем мире однозначно порицается и не находит понимания — он был свободным. Слишком. Наверное, исходя из своих личностных качеств, он некогда вытатуировал на своей груди мотылька — символ свободы. Наверное, поэтому у главного героя фильма нет имени — он просто Мотылёк.

    Он был таким же человеком, как все остальные арестанты, которым предстояло после своего срока быть колонистами. Но уже во время первого его разговора он резко обращает на себя внимание. То, что он недоговаривает словами, договаривают его пронзительно-синие глаза и их взгляд. В этом худощавом человеке средних лет сразу угадывается совершенно особый жизненный потенциал, мощная полыхающая внутри искра. Как он красноречиво спросил у врача, который одним взглядом оценил его состояние — «Разве можно не пройти такой осмотр?». Задохлики подобного заключения бы не выдержали. Да даже для него, крепкого физически человека, подобные страдания не прошли даром, и годы, проведённые в таком подрывающем здоровье климате, сделали своё дело.

    Что только не пришлось ему пройти. Он в первый день своего пребывания во французской Гвиане видел ужасающее орудие массовой казни, слушал, что за третью попытку побега карают смертью, и видел эту казнь. Всё время с кем-то разговаривал в отношении организации побега. Проявлял благородство в ситуации, в которой его бы никто не осудил за слабость духа. Терпел пытку заключением в закрытом помещении на половинном пайке. Подобно символу-татуировке на своей груди, жаждал одного — вырваться из этих проклятых мест, куда его закинула несправедливость судьбы.

    Не будет преувеличением сказать, что всё небо этой нешаблонной картины держится на плечах Стива МакКуина. Ролей волевых людей в кинематографе очень много, но не каждую из них можно назвать бриллиантом. МакКуин сделал из этой роли настоящее сокровище. Играя «на нерве», очень надрывно и эмоционально, он придал благородную огранку не только своему персонажу, но и всему фильму, буквально живя этой ролью на экране, преображаясь от сравнительно молодого и полного сил мужчины в больного старика с цингой. Он седеет, меняется его походка, глаза словно бы вваливаются вглубь черепа, но их блеск остаётся тем же, прежней остаётся и патологическая жажда свободы. На контрасте с ним играет Дастин Хоффманн, чья роль будет, пожалуй, потруднее роли Мотылька. Впрочем, тут претензий не возникает — оба отыграли на бис, просто роль тихого, слабовольного, осмотрительного и хитрого афериста Луи Дега сама по себе привлекает меньше зрительского внимания, чем яркое амплуа его благородного и пылкого сотоварища, напролом идущего к цели.

    Стиль фильма можно назвать трагическим реализмом. Но этот реализм проникнут по-настоящему подкупающей искренностью. Мотылёк может импонировать зрителю своим благородством по отношению к тем, кому плохо, к другу, который таскал ему ананасы, а может привлекать честностью с собой и другими, но основная черта его характера — это мужество, запредельное бесстрашие, с которым он терпел голодовку, длившуюся полгода, и пытался бежать.

    Финал этой картины противоречив. Потому что при размышлениях о побеге можно прийти к логичной мысли, стоит ли рваться на свободу и подвергать себя лишним рискам уже пожилому больному человеку?.. Не всё ли ему равно, где умирать? Большинство сошлось бы на одном — что всё едино в таком случае. Но один человек с этим большинством бы не согласился. Этот человек — сам Мотылёк. Ему не всё равно, где умереть, он не желает доживать своих дней в тюремной колонии за преступление, которого он не совершал. И тут уже всё одномоментно отходит на второй план. Был ли этот человек виновен или нет, но его жажда свободы, помноженная на мужество, то мужество, которое не затухает с годами, по-прежнему влекут его на волю, на материк. Просто потому, что даже после стольких испытаний подчиниться обстоятельствам — это не в его натуре.

    Финальные надрывные аккорды «Мотылька» и объятия двух друзей, которым больше никогда не суждено увидеться, явно не говорят о близком хэппи-энде. Неважно, сложатся ли обстоятельства в пользу главного героя и заслужил ли он хэппи-энд или нет. Потому что счастливого конца при таком раскладе уже быть не может, а такие картины смотрят не ради приевшегося «за все свои страдания он обрёл счастье». Важна сама история об уникальной силе духа, которую не сломишь ничем из арсенала человеческих пыток и которую не переживают даже жесточайшие тюремные системы…

    З повагою та вдячністю за пiдтримку i велике серце, присвячується рецензенту львiвського походження. Адже якщо усе погано, ми всё-таки ще на щось здатнi, правда?

    30 мая 2011 | 14:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>