всё о любом фильме:

Алоис Небель и его призраки

Alois Nebel
год
страна
слоган-
режиссерТомас Лунак
сценарийЯрослав Рудиш, Яромир Свейдик
продюсерКарл Баумгартнер, Джон Колкинс, Хенрих Дрзяк, ...
операторJan Baset Stritezsky
композиторПетр Крузик
художникХенрих Борарос, Яромир Свейдик, Катарина Холла
монтажПетр Риха
жанр мультфильм, драма, ... слова
бюджет
€2 500 000
сборы в России
зрители
Россия  1.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время84 мин. / 01:24
Алоис Небель — скромный диспетчер на забытом Богом полустанке где-то на чешской границе. Вся его жизнь состоит из кормления кошки и ожидания поездов: прибытие — отправление… И уж точно никого не интересуют галлюцинации Алоиса Небеля. А между тем, они ужаснули бы любого психиатра. Однажды Алоис и герой его видений встречаются прямо на перроне…
Рейтинг мультфильма
Рейтинг кинокритиков
в России
100%
4 + 0 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на мультфильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 26 постов в Блогосфере>


    Заранее извиняюсь за излишнюю эмоциональность.

    Неделю после просмотра я не решалась написать свои впечатления: то они были слишком сырые, то слишком оскудневшие.

    Но молчать о нем — невозможно.

    Этот фильм (а это именно Фильм) обнажает и показывает то, что в повседневности мы предпочитаем не замечать. На наши собственные слабости и пороки, которые, так или иначе, свойственны каждому человеку.

    Черно-белая гамма при ярком сюжете, сама расцвечивает происходящие события.

    Приближающееся пост-советское время, именно как эпоха, по своей разрушительности и массивности, как мне кажется, в чем-то сродни пост-военному времени, когда основные внешние потрясения позади, а внутренние еще не совсем осознаны. И видения хрупкого и чувствительного внутри Алоиса, тесно связаны с окружающей его действительностью.

    Все персонажи в фильме узнаваемы — мы встречаем их каждый день, они всегда вокруг нас или, скорее, это и есть — мы сами. И нет этой детской четкости, плохие или хорошие.

    Есть те, кто пользуются возможностью и те, кто даже не думает об этом.

    Есть те, кто живет местью и воспоминаниями, и не важно, что наступит потом.

    Главное — оставаться человеком, в любой ситуации.

    Человеколюбивым.

    26 апреля 2012 | 01:10

    Алоис Небель и его призраки привлёк меня, прежде всего, своим визуальным стилем. Не так уж часто можно натолкнуться на мультфильм, выполненный в технике ротоскопии, т. е. путём обрисовки каждого кадра обыкновенного фильма. До кучи ещё и сюжет обещал быть весьма и весьма необычным.

    Алоис Небель ведёт крайне скучную жизнь, проводя всё время на каком-то далёком полустанке. Любимое чтиво — расписание поездов, которое успокаивает нервы героя. Удивительно, что проблемы с психикой начались только сейчас. Поводом, но вряд ли причиной, послужила встреча со странным гражданином. И вот Алоис уже в психдиспансере встречает того же самого человека. Прямо скажем, подозрительное совпадение.

    Многие профессиональные критики восхитились работой чешского режиссёра Томаса Лунака, растащив картину на цитаты. Но ничего особенного с позиции простого зрителя здесь замечено не было. Всего лишь довольно унылая история одинокого человека, всеми позабытого и выкинутого из современных реалий. В качестве снотворного — весьма пригодно, для удовлетворения высокого эстетического вкуса — годится, для других нужд — весьма сомнительно.

    6 из 10

    20 марта 2014 | 21:11

    Фары проходящего строго по расписанию поезда тщетно пытаются прорезать тьму. Здесь между станциями «Липова лазница» и «Белый поток» когда-то разыгрывалась страшная драма, оставившая жуткое клеймо на теле одной страны и мрачные воспоминания в душе одного человека. Внимание! Прохода нет! Остановитесь!

    Все эти надписи, предупреждающие о границе Чехословакии, сейчас кричат совершенно о другом. Внимание! Вы вторгаетесь в разум Алоиса Небеля! Проход закрыт! Проход закрыт!

    Лента Томаса Лунака черно-белой ретро фотографией преподносит нам жизнь станционного смотрителя. Первое детское воспоминание, первая трагедия, первая смерть. Сегодня это кажется таким далеким, но от этого не менее реальным. Чтобы хоть как-то вытеснить старую боль из головы, Алоис словно мантру повторяет расписание поездов. Пока работает память, старые призраки молчат. Естественно, человеку с такими привычками дорога лишь в одну сторону — в дом скорби. А по возвращению оказывается, что его место уже занято, берлинская стена разрушена, президентом становится Вацлав Гавел. Идти некуда, да и бессмысленно. И только женщина, работающая на станции, может хоть как-то спасти от необратимого увядания. Но это одна жизнь. Есть и другая, наполнена не меньшей болью и желанием справедливости. И тот другой обязательно придет, чтобы свести старые счеты с детскими кошмарами Небеля.

    Отправной точкой «Алоиса Небеля» является исторический эпизод изгнания чешских немцев из Судет. Вчерашние угнетенные, озлобленные, потерявшие человеческие черты от боли, с которой приходилось мириться каждый день, сами становятся палачами. Но если прежние экзекуторы руководствовались хоть какой-то логикой в своих действиях, новыми кролями смерти движет лишь бесконтрольная злоба и ослепляющая жажда мести. Без скидок на возраст и пол каждый немец заплатит за преступления своих братьев. Заплатит очень дорого. В одной из этих кровавых оргий вакханалии самореализации на глазах у маленького Алоиса убивают немца, возлюбленного его беременной сиделки Дороты. Лишенная защиты, она становится легкой добычей для похотливых конвоиров. Со временем Дорота растворится в тумане с грудным ребенком на руках, унося с собой горечь несчастной утраты. Эта горечь пропитала каждую клеточку ее тела, эту горечь впитал ее маленький сын. Черный эпизод, искалечивший несколько жизней.

    Точка прибытия — год 1989. Дети вчерашних убийц искренне радуются падению былой мощи Советского Союза. «Три орешка для Золушки» как волшебная нотка грядущих перемен. Бродяги и проститутки ликуют при взгляде на новогодний салют. Смена календарных дат оборачивается колыбелью надежд. Но эта радость мнима. Преступления не забыты. Можно спрятать факты в пыльных архивах, радостно дарить гвоздики и снежные шары, и не вспоминать о том, что когда-то звучали выстрелы. Но всегда найдется старенькая фотография, на которой запечатлены палачи и их жертвы. Вставленная в зеркало, она станет пульсирующим маячком для импровизированной справедливости. На удар отвечают ударом, за смерть расплачиваются смертью. И вот уже молчаливый сын Дороты, прошедший огромные расстояния, выдержавший натиск медсестер психиатрической лечебницы, стоит с топором перед убийцей отца. А может быть и перед своим отцом.

    Сложно сказать, о чем все-таки снял свой фильм Лунак. Судьбы людей перемешиваются с историями страны. Природный горный туман проникает в человеческое сознания, скрывая все радости и обнажая тупую боль. Статичная, загримированная под фото картинка разбавляется живыми актерами. Ротоскоп словно попытка иллюзии, мрачной, невеселой, холодной. Мозаичный комикс, перенесенный на целлулоидное полотно, собирается в причудливую гравюру, наполненную обрывками воспоминаний. Здесь стены хранят отпечатки времени, пейзажи живее и выразительнее героев и злодеев. Возможно потому, что все герои и злодеи погибли тогда при изгнании из страны судетских немцев. Атмосфера давит на грудь, ты погружаешься в мрачный сон, из которого почти нет выхода. Надежда обманчива, поездка по рельсам сознания оканчивается экзистенциальным тупиком. Но солнечный свет последних кадров приносит долгожданное умиротворение.

    «Алоис Небель и его призраки» — тяжелая лента. Почти лишенная действия, она больше всего напоминает подшивку старых газет. Сошедшие с выцветших страниц персонажи чинно отыгрывают свои печальные роли. Только единой повествовательной канвы не вырисовывается. Кажется, все актеры позабыли свои тексты и сейчас с трудом пытаются вспомнить то, что должно было быть погребено под неумолимым бегом истории. Потому и создается впечатление, что попытка чтение далеких хроник происходит во сне — все лица размыты, а слова путаются безумным клубком. Мы по другую сторону реальности, в сознании станционного смотрителя. И предупредительные знаки кричали об опасности в начале нашего путешествия. Но вы ведь все равно вошли, правда?

    29 июля 2013 | 04:53

    Это кино о жизни, которая была еще совсем недавно, которая продолжается в последующих поколениях. Развалившееся на осколки сознание постсоветских стран, взяточничество, обостренная жестокость служб госбезопасности. Если кажется, что это все осталось в далеком прошлом, стоит себе немного напомнить, что оно присутствует и в нашем настоящем.

    Сам фильм снят настолько красиво, что практически каждый кадр является шедевром. Выплывающий из темноты поезд, надвигается неумолимо, как рассвет. То, что это все же анимация, становится ясно только тогда, когда зритель оказывается практически под колесами.

    Прием ротоскопии, когда фильм снимается с живыми актерами, а уже после накладывается анимация, придает особенную живость персонажам. Все движения наполнены смыслом. Диалоги имеют гораздо меньшее значение, чем пейзажи, складки морщин на лице Алоиса и неизменное молчание Немого.

    Отдельно стоит отметить звуковые эффекты и живое присутствие тумана. Nebel в переводе с немецкого и означает туман. Туман времени, туман сознания. В этом тумане тонут все страхи и ужасы, но они же и приходят из него.

    В ч/б кино кровь черная — не страшная. Но ощущение мрачности сохраняется. Мрачность нуара обоснованная — как еще вовлечь зрителя в ту гнетущую атмосферу.

    Очень насыщенный исторический фон 1989 года — сообщения по радио о падении берлинской стены, телевидение, обсуждающее выборы Вацлава Гавела президентом Чехословакии, портрет Гусака на стене железнодорожного начальства в Праге. Даже бомжи и шлюхи в новогоднюю ночь смотрят милую и знакомую с детства сказку «Три орешка для Золушки».

    При этом действие в фильме очень явственно поделено на внешний мир и внутренний. Ощущается материальность стены — домика, станции, больничной палаты. После выборов Гавела — все танцуют где-то снаружи, видны тени, слышна музыка, но это все где-то там, далеко, через стекло.

    Железнодорожная станция «Белый поток» находится не на линии, не в пространстве, не на точке между пунктом А и пунктом Б. Станция — это отдельный внутренний мир, вырезанный из действительности.

    Это пространство внутреннего мира. В сущности, ни политика, ни мировые перемены не волнуют обычного человека, которым является Алоис Небель. Его занимает лишь собственный кусок этого мира. Его внутренний мир. Но по иронии, именно личное так сильно нас связывает с общечеловеческим.

    10 из 10

    23 апреля 2012 | 12:29

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>